Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 87, Пфу - Пюв)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 87, Пфу - Пюв)

Предыдущая страница Следующая страница

Пфуль, дворянский род

— дворянский род, происходящий из Бранденбургской марки и восходящий к началу XV в. О Карле-Людвиге-Августе П. см. соотв. статью. Его потомство внесено в родословные книги дворян Царства Польского.

Пфуль, Карл Людвиг Август

(барон Pfuel, 1757 — 1826) — известный генерал. Служил в прусском генеральном штабе, но после сражения при Йене оставил Пруссию и принят был на русскую службу, с чином генерал-майора. Обладая теоретическими познаниями, он приобрел доверие императора Александра I, поручившего ему составить план военных действий в 1812 г. Неудача проекта относительно дрисского укрепленного лагеря (см. соотв. статью) подорвала стратегический авторитет П.; он был вызван в Петербург, а затем удалился в Англию. Впоследствии, когда основная идея П. (хотя в измененном виде и при изменившихся условиях) — действовать на сообщения Наполеона — привела к благоприятному окончанию войны 1812 г., император Александр произвел П. в генерал-лейтенанты и назначил посланником в Гаагу. Его сочинение: "Essai d'un syst ème pour servir de guide dans l'étude des opé rations militaires" не заслужило одобрения в военных сферах.

Пфунгст Артур

(Pfungst, пользовавшийся псевдонимом Arthur Cornelius) — немецкий писатель. Род. в 1864 г. Кроме ряда переводов из санскритской поэзии и "Света Азии" Эдв. Арнольда (1886) и работ о буддизме и индийской литературе, издал: "Lose Bl ätter" (1884), эпич. поэму "Laskaris" (4-е изд. 1900), "Neue Gedichte" (1894) и др.

Пхиа

— горная речка Баталпашинского отдела Кубанской области; впадает в Большую Лабу с правой стороны и верстах в 25 ниже ее истоков. П. течет очень быстро в глубокой долине, окруженной горами, поднимающимися до 10000 футов, и покрытой вековым хвойным лесом, в котором водились зубры.

Пхусун

Пусун — река Приморской области, Южно-Уссурийского края, вытекает из отрогов Сихотэ-Алиня и впадает в Северо-Японское море. Длина более 70 верст. Долина реки прикрыта с моря горами. На возвышенном левом берегу реки деревня манзов (см.) — П., в которой свыше 30 фанз.

Пчевские пороги

— на реке Волхове, в Новгородской губернии, начинаются близ села Пчевы на 70 версте (от устья) и оканчиваются на 57 версте при селе Подсопье. Главное неудобство для судоходства составляет узость фарватера и кривизна поворотов. Для прохода через П. пороги в селе Пчеве нанимаются лоцманы.

Пчежва

— река Новгородской губернии, правый приток Волхова. Берет начало в болотах Тихвинского уезда, орошает как этот уезд, так и Новгородский, где впадает в Волхов на 94 версте. Направление на запад. Длина 134 версты, ширина 3—20 саженей. П. сплавная на 72 версты и судоходна на 41 версту.

Пчела

— ежемесячный орган екатеринославского общества пчеловодов, выходит с 1900 г. в Екатеринославе; ред. М. К. Новосельский.

Пчела, древнерусский сборник изречений

— древнерусский сборник изречений (см. соотв. статью). Полное заглавие его: "Пчела — речи мудрости от Евангелия и от апостол и от свв. муж и разум внешних философ". П. перешла к нам из Византии, где первообразом сборников этого рода служили составленные Максимом Исповедником († в 662 г.) Κεφάλαια θεολογικά — "Главы богословские" или "выбор из писателей наших (христианских) и внешних" (языческих). За этим сборником последовали "Священные параллели" Иоанна Дамаскина (см.) и сборники инока Антония (XI в.), который за свои компилятивные труды получил прозвание Μέλισσα (пчела); это название осталось не только за его сборниками, но и за другими аналогичными трудами более позднего времени, которые всего чаще представляют собой переделку, извлечение или свод сочинений Максима, Иоанна Дамаскина и Антония, а также выдержки из "Антологии" Иоанна Стовейского, весьма плодовитого писателя конца V в., по-видимому — нехристианина, так как им приводятся лишь мнения языческих писателей. Появление на славянских языках сборников под названием П. должно быть отнесено к периоду XI—XII вв., хотя дошедшие до нас славяно-русские рукописи восходят лишь к XIV—XV вв. П. содержит краткие изречения о разных предметах, большей частью нравственного характера (например, о мудрости, о мужестве, о правде, о дружбе, о благодати). В каждой главе идут сначала изречения из Св. Писания, потом из отцов и учителей церкви, наконец, из древних языческих писателей (почти исключительно греческих). Через П. русские знакомились с мудростью древней Греции; случайные ссылки на Аристотеля, Пифагора, Ксенофонта и других авторов, попадающиеся в старых русских сочинениях, имеют своим источником П. Гномический характер П. легко позволял вставки или другие изменения; есть, поэтому, списки П., отличающиеся от греческого текста. Новые редакции П. могли появиться на русской почве. Давно отмечено сходство некоторых мест П. с молением Даниила Заточника; но вопрос, в каком из этих памятников заимствования, не решен.

См. М. Сухомлинов, "О сборниках под названием П." ("Известия Академии Наук", 1853, т. II); Бессонов, "Книга П." ("Временник М. Общества Истории и Древностей", 1857, кн. 25); Горский и Невоструев, "Описание рукописей Синод. библиотеки" (II, 3, №№ 312—315); В. Семенов, "Древняя русская П. по пергам. списку" (СПб., 1893, "Сборник II отд. Академии Наук", т. LIV); статьи В. Семенова о П. в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1892, № 4 и 1893, № 7); Семенов, "Материалы для литер. истории русских П." (М., 1895); статья Михайлова в "Журнале М. Н. Пр." (1893, № 1).

Пчела, с.-петербургский журнал

русская иллюстрация — еженедельный журнал искусств, литературы, политики и общественной жизни. Преобразован с 1875 г. из журнала "Сияние" (см.); выходил в Петербурге в 1875—1878 гг.; его издателями были А. Ф. Базунов и А. С. Иероглифов, редактором М. И. Ходоровский (1875—76); с № 43 1876 г. издатель-редактор М. О. Микешин. Издание прекратилось в 1878 г. В П. принимали участие многие выдающиеся литераторы и художники.

Н. Л.

Пчелиная вошь

(Braula coeca) — насекомое из отряда двукрылых, подотряда куклородных (Diptera pupipara), настолько резко отличающееся от прочих куклородных, что в настоящее время выделяется в особое семейство Braulidae. Голова отделена от спинного щита, треугольная, плоская, без глаз и глазков. Ротовые органы состоят из двух коротких щупальцев и короткого кожистого хоботка. Усики помещаются в углублениях около ротового отверстия, 3-члениковые; последний членик шаровидный с длинной перистой щетинкой. Спинка короткая; щиток, жужжальца и крылья совершенно отсутствуют. Брюшко сильно выпуклое, 5-членистое, яйцевидное. Ноги короткие с толстыми бедрами и 5-члениковыми лапками; последние без коготков, которые заменены гребнем щетинковидных зубчиков; подушечки существуют. Единственный вид живет паразитически на обыкновенной пчеле; блестяще-красно-бурого цвета, длиной около 1 мм.

Г. Я.

Пчелиная губка

— см. Дождевики.

Пчелиные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пчелиный волк

— см. Пчелоед.

Пчелиный клей

или прополис — употребляется пчелами для заделки щелей в улье и для полировки вощин, отчего последние принимают темный цвет, а в соединении с воском — для прикрепления вощин к рамкам. П. клей собирается пчелами с ольхи, березы, ивы, тополя, индейского каштана, ели, сосны и многих трав и тотчас же употребляется в дело. В чистом виде П. служит политурой для дерева; смешанный с гуммиарабиком, росным ладаном, бензоем, сахаром и углем, в известной пропорции, дает ароматические курительные свечи; с примесью воска и растительного масла идет на окрашивание деревянных кормушек для пчел, ложек, тарелок и т. п. В горячее масло или льняное, которое варилось в течение 2 недель без кипения, или, проще, в конопляное, которое уваривается скорее, прибавляют 1 часть клея, 1/2 части воска и 2 части масла. Деревянную посуду опускают в эту массу на 15 минут, затем вынимают, вытирают и полируют шерстяной тряпкой.

См. А. Зубарев, "Пчеловодство" (1892).

Пчелка

— еженедельная иллюстрированная, литературно-юмористическая газета, выходившая в Одессе с 1881 г. по 1 января 1890 г. (за исключением 5 месяцев 1881 г. и всего 1883 г.). Издатель-редактор В. В. Кирхнер. В 1885 г. редактором был В. В. Навроцкий.

Пчелка (журн.)

— двухнедельный иллюстрированный журнал для детей младшего возраста, выходит с 1906 г. в Москве. Изд. И. Д. Сытин, ред. Н. В. Тулупов.

Пчелка (пиротехн.)

— см. Пиротехника.

Пчеловодная жизнь

— иллюстрированный журнал профессионального пчеловодства, выходит в Москве два раза в месяц с 1906 г.; редактор-издатель М. А. Дернов.

Пчеловодный музей

— иллюстрированный журнал пчеловодства, выходил по восемь раз в год в Ставрополе Кавказском под редакцией Г. В. Парадиева в 1901—04 гг.

Пчеловодство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пчеловодство (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пчеловодство (журн.)

— ежемесячный журнал, издаваемый в Вятке с июля 1901 г. под редакцией пчеловода С. К. Красноперова.

Пчеловодство и садоводство

— ежемесячный журнал, выходит с января 1906 г. в Киеве; ред.-изд. О. H. Палейчук.

Пчелоед

(Philanthus) — род насекомых из семейства песочных ос (Crabronidae). Голова толстая, значительно шире груди, с явственными глазками и короткими слегка утолщенными сяжками; переднегрудь с сильно возвышенным задним краем; брюшко длинное, заостренно-яйцевидное. Для каждого яйца пчела вырывает в песке довольно глубокую норку (более 30 стм.) и снабжает ее запасом пчел, парализованных ужалением. Ph. apivorus Fabr. черного цвета с сероватыми волосками и желтым рисунком на голове и груди, желтыми поперечными полосками и нижней стороной брюшка, желтыми с черным ногами; длиной 10—12 мм. Свои норки снабжает главным образом рабочими обыкновенной пчелы (по 4—6 шт.), реже — пчелами рода Andrena и пр.

Н. Кн.

Пчелояды

(Merops) или щурки — красивые мелкие птицы, образующие особое семейство щурковых (Meropidae) из отряда дятловых птиц. Тонкий клюв их, с острой спинкой и острыми краями, длиннее головы и изогнут сверху книзу. Ноги очень малы; плюсна короткая, три передних пальца срослись в своем основании. Два средних пера выемчатого или усеченного хвоста часто бывают гораздо длиннее остальных. Яркая, отчасти металлическая окраска П. и их характерный клюв сообщают им некоторое сходство с колибри. Все П., которых известно около 40 видов, живут в теплых странах Старого Света, и только один вид — в Австралии. В средней южной Европе гнездятся два вида: золотистая щурка (M. apiaster) и египетская или персидская щурка (М. persicus), распространенная собственно в Африке и Малой Азии. Все виды П. сходны между собой по своему образу жизни. В ясные дни они носятся высоко в воздухе, как ласточки, в пасмурную же погоду любят садиться на выдающиеся ветви деревьев, бросаясь с них за пролетающими насекомыми (которыми исключительно питаются) и снова возвращаясь на старое место, как это делают мухоловки. Не боясь укола пчел и поедая их на пасеках, П. приносят местами вред пчеловодам. Все П. держатся стаями, а во время гнездования образуют более или менее значительные колонии. Для гнезда вырывают в земле глубокие норы в крутых обрывах. В расширенном внутреннем конце норы кладут от 4 до 7 одноцветных белых яиц. Золотистая щурка — одна из наиболее крупных из всего семейства — достигает 26 стм. в длину. Верхняя сторона тела — каштанового цвета, переходящего в более светлый, желтоватый цвет к хвосту, и более темный — на голове и затылке. Передняя часть головы голубая, лоб — белый, уздечка — черная. Нижняя часть тела — нежного зеленовато-голубого цвета. Горло и нижняя часть шеи — ярко-желтые, с черным ошейником снизу. Рулевые и большие маховые перья зеленого и синего цвета. Концы маховых перьев — бурые. Ноги — красновато-бурые. Персидская щурка окрашена более однообразно. Верхняя сторона тела ее, как и нижняя, зеленая. Лоб — бледно-голубой. Желтый цвет горла переходит книзу, на шее, в ярко-коричневое пятно. Ноги — мясного цвета. Окраска самцов и самок П. почти одинаковая.

Ю. Вагнер.

Пчелы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пшавия

— горная местность на склонах главного Кавказского хребта, к востоку от Казбека, орошаемая притоками Арагвы (пшавская Арагва) и населенная пшавами (см.). Входит в состав Тионетского уезда.

Пшавы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пшада

— горная речка Черноморской губернии. Вытекает из Главного Кавказского хребта вблизи горы Папай и впадает в Черное море между Новороссийском и Туапсе. На берегах П. расположены Пшадская и Береговая станицы. П. течет в лесистой местности, принимает в себя множество горных речек. Длина П. около 60 верст.

Пшат

(Elaeagnus angusti folius L.) — кустарник (до 6 м. высоты) из семейства пшатовых (см.). П. дико растет на Кавказе, в Закаспийской области; разводится ради серебристой зелени, в садах, парках; на юге (например, в Херсонской губернии) дичает. Киргизы готовят из плодов П. муку и употребляют П. от поноса.

С. Р.

Пшатовые

(Elaeagnaceae) — семейство двудольных растений порядка Thymelaeinae. Деревья или кустарники, все органы которых покрыты звездчатыми или чешуйчатыми волосками, придающими растению своеобразный серебристо-белый или ржаво-бурый цвет. Листья попеременные, редко супротивные, короткочерешковые, простые, без прилистников. Цветки одиночные (у Hippopha ë), или в небольших колосках (у Shepherdia), или пучками, по 2—3 в пазухах листьев (у Elaeagnus). Цветки обоеполые, или вследствие недоразвития тычинок — женские, правильные; околоцветник сростнолистный, из 2—4—6 листков; тычинок 4—8; пестик с верхней, одногнездной завязью, с коротким столбиком. Плод — ягода или костянка. Всех видов П. насчитывается около 30; они распределяются между тремя родами: Elaeagnus (тычинок столько же, сколько и долей околоцветника; листья попеременные), Hippopha ë (тычинок 4, долей околоцветника 2; листья попеременные), Shepherdia (тычинок 8, долей околоцветника 4; листья супротивные). Представители семейства встречаются вообще в сухих песчаных местностях. В Европейской России разводятся Elaeagnus angustifolius L., пшат, и Hippopha ë rhamnoides L., облепиха.

С. Р.

Пшекиш

— гора 7353 футов высоты, в Майкопском отделе Кубанской области, в верховьях реки Белой, между ее притоками Кишей (см. Киша) и Абаго, под 44°0'14" северной широты и 40°16'1" восточной долготы. Вершина П. служит тригонометрическим пунктом кавказской триангуляция. Склоны П. покрыты густым девственным лесом, состоящим частью из лиственных пород, а на вершине его расстилаются альпийские луга. С нее открываются замечательно красивые виды на главный Кавказский хребет и на все горы верховьев Белой.

Н. Д

Пшеница

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пшено

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пшеха

(Пчега) — значительная река Кубанской области. Вытекает из Фишта, а также из той части Главного Кавказского хребта, которая находится непосредственно к западу от Фишта. Впадает П. в Белую (приток Кубани), недалеко от Белореченской станицы. Длина, не считая ее мелких извилин, более 150 верст. П. многоводна, ширина 60—70 аршин. Течение П. довольно быстрое, особенно в верховьях. Верховья П. покрыты дремучими лесами, в которых водится много диких зверей (медведей, кабанов, оленей и т. п.). Вода П. отличается чистотой и прозрачностью; в ней водятся форели. По берегам П. расположены 5 станиц.

Н. Д.

Пшехская

— станица Кубанской области, Майкопского отдела. Жителей 3319. Церковь, школа, 2 мельницы. Войсковая больница. Табачные плантации (добывается около 8000 пудов табака). Местный торгово-промышленный центр.

Пшехский перевал

— в Главном Кавказском хребте, на границе Кубанской области с Черноморской губернией, недалеко от горы Малая Шука (43°56'18" северной широты и 39°48'30" восточной долготы). Через него, во время кавказской войны, проходила дорога, позднее, с выселением горцев в Турцию, совершенно забытая. Тропа, направлявшаяся к П. перевалу, заросла таким густым лесом, что ее едва можно отыскать. Высота более 6000 футов.

ПшибышевскаяДагна

(Przybyszewska) — писательница-модернистка (ум. в 1901 г.), норвежка по происхождению, жена Станислава П. Мелкие ее произведения муж переводил на польский яз. Из них более известно "Kiedy sł o ń ce zachodzi" (1901).

Пшибышевский Станислав

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пшиш

— приток реки Кубани, вытекает частью из Главного Кавказского хребта, частью из его отрогов, в Майкопском отделе Кубанской области. Вблизи своих истоков П. течет довольно быстро, а верстах в 30 от них его русло сильно расширяется и образует (на протяжении более 10 верст) несколько длинных озер с едва заметным течением. Во многих местах эти озера перегораживаются выступающими из воды вертикально поставленными шиферными скалами. Ниже озер П. снова превращается в узкую, мелкую горную речку. Во время дождей в горах П. так сильно разливается, что переправа через него делается невозможной. Длина П. около 150 верст. На значительном протяжении он течет в довольно глубокой долине, а верховья его окружены очень высокими, лесистыми горами, почти совершенно незаселенными. П. впадает в Кубань недалеко от станицы Старокорсунской. По берегам расположены до 10 поселков, станиц и аулов; по его долине проложено шоссе из Майкопа в Туапсе, через перевал Гойтх.

Н. Д.

Пывзан

— промысловая бревенчатая, в 7—8 рядов, избушка, с дощаной крышей, в один скат, засыпанной землей; в углу складывается печь, по стенам настилаются нары.

Пыжевы

— дворянский род, одного происхождения с Белкиными и Отяевыми. Родоначальником их был Федор Васильевич Хвостов, по прозвищу Пыж. Один из его правнуков, Василий Яковлевич П., был при Иване Грозном воеводой в Сыренске, Красном и Юрьеве. Кондратий Клементьевич П. был стольником и воеводой в Устюжне Железнопольской (1680). Род П. внесен в VI часть родословной книги Тверской губернии (Гербовник, X, 93).

Пыжи охотничье-ружейные

— представляют прокладку между порохом и снарядом (дробью, картечью) и крышку для снаряда. В ружьях шомпольных (заряжающихся с дула) на П. употребляется всевозможный материал: лен, посконь, конопля, пакля, шерсть, даже вата [Употребление П. из легковоспламеняющегося материала, во избежание лесных пожаров, законом воспрещается (Устав о Наказаниях, ст. 95), под угрозой до 10 руб. штрафа.]; тем не менее, наиболее пригодны как для этих ружей, так и для заряжающихся с казны, войлочные рубленые П. В ружьях, заряжающихся с казенной части, П. пороховые (т. е. помещаемые на пороховой заряд) имеют особенно важное для качества боя значение: они служат постелью для дроби (не должны деформировать ее, что достигается мягкостью и эластичностью П.), препятствуют прорыву пороховых газов в дробь (в противном случае получается сильное рассеивание дроби) и очищают канал ствола от нагара предшествующего выстрела; всем этим условиям наиболее удовлетворяют войлочные просаленные или просаловощенные П., диаметром на один или на два калибра больше калибра ружья; под эти П. кладут иногда на порох тонкий картонный, непроницаемый для сала, П. Кроме войлока, пороховые П. выделываются из сукна, в один или несколько склеенных рядов, кожи, пробки, гуттаперчи и папки; из последнего материала П. делаются иногда с выемками на одной или обеих сторонах. Дробовой П. служит только для того, чтобы удерживать дробь в гильзе; для папковых гильз (см.), которые закручиваются, наиболее пригодны тонкие картонные П., имеющие диаметр, равный диаметру стволов у дула; при металлических гильзах лучшими дробовыми П., выдерживающими тяжесть снаряда, считаются тонкие пробковые и тонкие же просаловощенные войлочные П. увеличенного калибра; на таких дробовых П. всегда обозначается № дроби, которой снаряжен патрон. Иногда, вместо запыживания, дробь заливается сверху стеарином или парафином. П. вырубаются или ручными высечками (кольцеобразными ножами), или же машинным способом. П. увеличенного калибра вгоняются в гильзы специальными приборами, простейший из которых, так называемый цилиндр Барклая, состоит из медной трубки, с воронкообразным расширением в верхней части, и деревянных навойника и подставки; внутри трубки, до половины, находится вторая разрезная трубка (перья), входящая внутрь гильзы.

С. Б.

Пыжик

— новорожденный северный олень; см. Олень северный.

Пыжма

— см. Пышма.

Пызас

— река Томской губернии, Кузнецкого округа, левый приток Мрассы, длиной 40 верст. П. протекает по глухой, гористой, местами чрезвычайно болотистой, таежной местности, в высоких горах, покрытых хвойным лесом (пихтой и кедром), в которых водится много дичи и зверей. Здешние обитатели, так называемые Черневые татары, занимаются охотой, звероловством и сбором кедровых орехов. По притокам обнаружено присутствие рассыпного золота.

Н. Л.

Пыздры

— посад Слупецкого уезда, Калишской губернии, при впадении реки Просны в Варту. Жителей 5250. Здесь некогда находился укрепленный замок, построенный Казимиром Великим; он же обнес П. каменной стеной.

Пылевидное топливо

— см. Топливо.

Пылевик

— см. Дождевики.

Пыль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пыльник

(anthera) — существенная часть тычинки, содержащая пыльцу. См. Тычинка.

Пыльца

(pollen) или цветень — развивающиеся в пыльниках оплодотворяющие клетки цветковых растений. См. Тычинка, Опыление, Оплодотворение.

Пыльцевая трубка

— Когда пыльцевое зернышко попадает на рыльце пестика, пассивное передвижение его заканчивается, ему необходимо уже собственными силами доставить к яйцеклетке оплодотворяющие элементы. Не обладая органами движения, пыльцевое зернышко при помощи роста достигает тех же целей, которых можно было бы достигнуть при помощи органов движения (в этом отношении пыльцевое зернышко сходно с органами высших зеленых растений). Разрастание пыльцевого зернышка происходит не во все стороны, а лишь в одном направлении. В одном каком-либо месте, после разрыва наружной оболочки пыльцевого зернышка, внутренняя его оболочка образует вырост в виде бугорка; этот вырост разрастается в длинную узкую трубочку, пробирающуюся сквозь ткань рыльца и столбика до зародышевого мешка семяпочки с его яйцеклеткой. Эта трубочка и называется П. трубкой. Морфологически П. трубка представляет из себя вегетативную клетку мужского заростка у цветковых растений, тогда как вторая клетка, заключенная в пылинке, является материнской клеткой антеридия. Клетка эта, протоплазма которой не отграничена от протоплазмы вегетативной клетки, проскальзывает внутрь П. трубки; здесь она делится, давая оплодотворяющие элементы в виде двух генеративных клеточек. Последние, по мере роста пыльцевой трубки, продвигаются вперед, занимая место у самой растущей вершины трубки. Так добираются они до зародышевого мешка, где и производят оплодотворение. Образование П. трубки характерно для всех явнобрачных растений, почему они получили название "трубкобрачных" (Siphonogama).

Пыльцевход

— Семяпочка одета снаружи одним или двумя покровами, которые обыкновенно не смыкаются на верхушке, оставляя здесь узкий проход, именуемый П. В большинстве случаев, хотя не всегда, П. в самом деле служит для прохода пыльцевой трубки (см.). Существуют, однако, указания, что пользование П. для этой цели является филогенетически сравнительно новым приобретением, так как у более примитивных покрытосемянных растений пыльцевая трубка пророс тает прямо сквозь ткани семяпочки (ср. Халадзогамия).

Пыльцелистик

— часть цветка, составляющая его мужской орган. См. Тычинка.

Пыляев

(Михаил Иванович, род. в 1842 г.) — писатель. Учился в реформатском училище в СПб. Писал в "Искре"; в "Петербургской Газете" поместил множество статей по истории театра и давал отчеты о художественных выставках. С 1879 г. сотрудничает в "Новом Времени", где, между прочим, поместил ряд фельетонов о петербургской старине, вышедших затем отдельными изданиями: "Старый Петербург" (СПб., 1887; 3 изд., 1 888); "Забытое прошлое окрестностей Петербурга" (СПб., 1889); "Старая Москва" (СПб., 1891); "Старое житье" (2 изд., СПб., 1897); "Замечательные чудаки и оригиналы" (1898). Отдельно издал также "Драгоценные камни" (1877; 3-е иллюстрированное изд., 1896).

Пыляев Михаил Иванович (дополнение к статье)

— писатель; ум. в 1899 г.

Пымна

или Немтина — река на западном берегу Камчатки, течет из западного склона Камчатских гор в юго-западном направлении в Охотское море. Длина до 100 верст. Долина реки окружена горами.

Пынзерены Нижние

(Пензарени, Фалешты) — местечко Белецкого уезда, Бессарабской губернии, на склоне долины реки Большой Шовец (приток Прута), при прудах. Жителей 5000, преимущественно евреи и молдаване. Православная церковь, 5 еврейских молитвенных домов, 2 школы, аптека, кирпичные и свечные заводы, много лавок, склады леса и сала, несколько мельниц. Местечко имеет торговое значение для окрестной местности.

П. Т.

Пыпин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пыпин Александр Николаевич (дополнение к статье)

— исследователь русской истории, литературы и общественности; ум. в 1904 г.

Пырей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пыскорское

— село Соликамского уезда, Пермской губернии, близ заштатного города Дедюхина, при впадении реки Пыскорки в реку Каму. Эта местность прежде принадлежала Строгановым, основавшим городок Камкоры и мужской Преображенский монастырь (1560 г.), впоследствии перенесенный в Соликамск (1775), а оттуда в Пермь (1781). В 1640 г. здесь был основан медеплавильный завод. Жителей до 3 тысяч.

И. Словцев, "Пыскорский Преображенский монастырь" (Пермь, 1869).

Пытка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пыховка

— слобода Новохоперского уезда, Воронежской губернии, в 10 верстах от уездного города, при реке Савале, притоке реки Хопра. Жителей 6124. 2 школы, 2 ярмарки, с общим оборотом до 70 тыс. руб. Торговля скотом.

Пычкама

ширкама — нагрудное украшение у черемисок: кусок кожи, украшенный монетами и оловянными кружками.

Пышма

— река Пермской и Тобольской губерний, вытекает из озера Шуваким, лежащего на восточном склоне Урала. По выходе из озера до села Гагарского река в общем течет с северо-запада на юго-восток и юго-юго-восток, далее на восток, затем направляется к северо-востоку и востоку-северо-востоку до впадения в нее реки Рафти; отсюда до села Красноярского на юго-восток, затем до границы Тобольской губернии на северо-восток и восток и вновь на юго-восток. По Тобольской губернии река течет к востоку и юго-востоку, но от села Богандинского направляется к северо-востоку и впадает слева в реку Туру, образовав при устье своем Пышминский перекат, сильно препятствующий судоходству. П. орошает уезды Екатеринбургский, Камышловский и Тюменский. Длина реки до 500 верст, из коих 330 в Пермской, а 170 верст в Тобольской губернии; ширина в верховьях от 4 до 8 саженей, далее 15—20—40, а в Тобольской до 60 саженей; глубина от 1½ до 3 аршин, в ямах и в приглубых местах доходит до 8 аршин. Течение быстрое, извилистое; дно песчаное. Берега в верховьях крутые, возвышенные и лесистые, в средней и нижней частях отлогие или низменные, местами поросли лесом и болотисты, местами сухие. Долина реки населена и изобилует покосами. П. сплавная, а на последних 100 верстах могла бы быть и судоходной, если бы русло ее не было преграждено многочисленными мельничными плотинами. По П. встречаются залежи бурых железняков и каменного угля; весной река вымывает нередко кости допотопных животных. По притоку П., Березовке, разрабатываются с хорошим содержанием не только россыпи золота, но и золотосодержащие кварцевые жилы. В П. впадает с обеих сторон много речек, из них более примечательные справа река Беляновка, слева реки Березовка, Рефть и Юрмыш.

Н. Л.

Пышминское

— село Екатеринбургского уезда, Пермской губернии, в 18 верстах от уездного города, на реке Пышме; основано в 1660 г., как укрепленный городок. Жителей около 3000.

Пышно

— местечко Витебской губернии, Лепельского уезда, при озере Коливце. Жителей 130. Православная церковь и еврейский молитвенный дом.

Пыя

— река Архангельской губернии, Мезенского уезда, правый приток Мезени. Вытекает из озера П., течет на запад, длина 60 верст, судоходна и имеет несколько пристаней.

Пьедестал

— см. Постамент.

Пьезо- и пироэлектричество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пьезометр

— прибор, посредством которого определяют величину сжатия жидкостей, происходящего вследствие производимых на них сильных давлений. Первый П. был устроен Перкинсом; более точным пользовался Эрштедт. Депре, Колладон, Штурм, Реньо и другие последовательно занимались улучшением этого прибора, без чего не могли бы быть открыты законы сжимаемости жидкостей.

Пьемонтит

(марганцевый эпидот) — разновидность эпидота, содержащая от 14 до 24 % Mn 2O3. Встречается в месторождении марганцевых руд близ St.-Marcel в Пьемонте, на острове Groix (в Бретани) и некоторых других местах.

Пьеркэн-де-Жамблу

(Клод-Шарль Pierquin de Gembloux) — французский писатель (1798 — 1863). Из многочисленных его сочинений по самым разнообразным областям знания, некоторое значение сохраняют: "Histoire litt é raire et philologique des patois" (1841) и "Sur la pal éographie gauloise" (1841).

Пьеро-ди-Козимо

(Piero di Cosimo, 1462 — 1521) — флорентийский живописец. Настоящее имя его было П.-ди-Лоренцо (по отцу), прозвище же "ди-Козимо" утвердилось за ним потому, что он учился у Козимо Росселли и был деятельным сотрудником этого мастера в его работах. Кроме Росселли, на развитие П.-ди-Козимо оказали влияние Филиппино Липпи и миланская школа. Он трудился во Флоренции и одно время (в 1482—84 гг.) в Риме, где помогал Росселли в исполнении фресок Сикстинской капеллы. Человек с большими странностями в жизни, он вносил элемент фантастичности и причудливости также в свои произведения, особенно в тех случаях, когда изображал мифологические сюжеты, но, при всем том, выказывал в них тонкую наблюдательность и основательное знание натуры. Как на главные его произведения в религиозном роде, должно указать на "Мадонну, стоящую на пьедестале среди шести святых" (во флорентийской галерее Уффици) и "Небесное увенчание Пресвятой Девы" (в Луврском музее, в Париже); из его картин мифологического содержания наиболее любопытны три небольшие сцены из фабулы "Персея и Андромеды" (в галерее Уффици) и "Марс и Венера" (в берлинском музее). В Императорском Эрмитаже имеется образец живописи П.-ди-Козимо: "Поклонение Младенцу-Христу" (№ 29).

А. С—в.

Пьерро

— постоянный тип итальянской commedia dell'arte (см.), один из zanni, слуг-шутов. Это — продувной малый, корчащий из себя неуклюжего простака, хитрец, обжора и воришка. Маски на нем нет, но лицо покрыто густым слоем пудры. В пантомиме он часто играет роль соперника Арлекина; является также под именами Бертольдо, Бертолино и Паяццо, откуда заключают о его сродстве с французским Paillasse, дающим представления на Parade — открытой сцене над балаганом, для привлечения публики. Явившись во Францию в пьесах труппы Gelosi, П. стал настолько популярен, что выступил действующим лицом в "Дон Жуане" Мольера (П. — крестьянин), а затем самостоятельным героем пьес-пародий, например, "Pierrot—Romulus" Лесажа. В "Tableau parlant", Гретри, он появился даже на сцене Op é ra-Comique. Он был совсем забыт, когда в эпоху реставрации его воскресил в театре "Funambules" Гаспар Дебюро, продолжателями которого были его сын, Шарль Дебюро, и Поль Легранд. Тип П., созданный Дебюро в разных пьесах, был настолько интересен, что ему посвящали статьи Шарль Нодье, Жюль Жанэн, Т. Готье, который написал для него даже пантомиму: "Pierrot posthume". Особенно много сценариев составил для П. Шанфлери; лучшие: "Pierrot en Afrique" (1842), "Pierrot, valet de la Mort" (1846) и "Pierrot pendu" (1847). Таким образом, из всех действующих лиц итальянской пантомимы П. удержался на сцене дольше всех.

Ср. M. Sand, "Ma sques et bouffons" (1852); J. Janin "Histoire du théâtre à quatre sous" (1832).

Ар. Г.

Пьеррон

(Пьер-Алексис Pierron) — французский эллинист, род. в 1814 г.; приобрел известность своими переводами на французский язык "Метафизики" Аристотеля (1840), "Мыслей" Марка-Аврелия (1843), биографий Плутарха. Написал еще "Histoire de la litt é rature grecque" (1850) и "Histoire de la litt é rature romaine" (1852), составляющие часть сборника "Histoire universelle" Дюрюи, и др.

Пьетор Амброз

(Pietor) — словацкий публицист. Род. в 1843 г. Был редактором словацких "Народных Новин", основал женское общество "Żivena", издавал альманахи общества, устраивал выставки народных словацких рукоделий; был два раза в России. Теперь П. издает "Народный Гласник" и ведет упорную борьбу с мадьярами, перипетии которой переданы в его книге: "Napor-odpor. Ako postupovala mad'aris ácia v Uhorsku a ćо s tym suvisi" (1905. Реферат А. Я. в "Слав. Известиях", 1906, I, 73—76). Национальная программа П. формулирована в его брошюре: "Na ochranu l'udu" (1899).

Пьюзэ

(Edward-Bouverie Pusey, 1800 — 1882) — английский богослов, один из основателей пьюзэизма (см.). Был в Оксфорде профессором еврейского языка. Совершив продолжительную поездку по Германии, он был поражен успехами рационализма в немецком обществе. Под влиянием таких впечатлений, желая возвратить церкви ее влияние и величие, П. в 1833 г. примкнул со своими друзьями к католизирующему направлению английской высокой церкви и участвовал в составлении "Tracts for the times". В 1843 г. П., обвиненный в криптокатолицизме, был на 2 года лишен священнического сана. При всей своей наклонности к католическому культу и учению, П., однако, не сделал того шага, на который решились его более последовательные единомышленники, перешедшие в католичество.

Пьюзэизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пьяна

— река Симбирской и Нижегородской губерний, приток Суры, берет начало в Ардатовском уезде. Длина 362 версты, ширина 15—25 саженей, глубина 2—7 аршин. Берега песчаные, каменистые и местами болотистые. Течение извилистое. Дно песчаное, а местами каменистое. Судоходна в 15 верстах от села Завода Пиловального.

Пьяная трава

— см. Рододендрон.

Пьянишник

— см. Рододендрон.

Пьянский Перевоз

(Перевоз) — заштатный город Нижегородской губернии, Княгининского уезда, при реке Пьяне. Упоминается в 1656 г. С 1779 по 1798 гг. был уездным городом. Жителей 766, церквей 2, школа. Жители занимаются земледелием и вязанием рыболовных сетей. Торговля незначительная. Мельницы и несколько лавок.

Пьянство

(юрид.) — см. Опьянение.

Пьянство (алкоголизм) и борьба с ним

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пьяный порог

— Иркутской губернии, Ново-Удинского округа, в 4 верстах от Похмельного порога, вниз по реке Ангаре, которая здесь делает дугу и огибает гору, образовавшую этот порог. Направление порога с юго-востока на северо-запад. Он состоит из одной ступенчатой гряды, залегающей с правого берега на левый, по ширине реки до 2 верст, длиной до версты, с падением до 2 саженей; длина подпорожья 1/2 версты. Ворота порога расположены в 150 саженей от левого берега, ширина судового хода от 7 до 10 саженей, глубина 2 аршина. В конце порога, по обеим сторонам хода, расположены 2 водоворота, безопасные для плавания. При входе в ворота лежит огромный камень "Копна". Быстрота течения в пороге — до 30 верст в час. Лодки, идущие вверх, подымаются левой стороной возле утеса.

Пэан

(Παιάν, эпич. Παιήων) — у Гомера особое божество, врач богов, исцеляющий, например, Арея и Аида от ран (Илиада, V., 401, 899). Позже слово П. было эпитетом различных богов, как то: Аполлона (чаще всего), Асклепия, даже раз Танатоса, бога смерти, как освобождающего от страданий (Еврипид, "Ипполит", 1373). У орфиков эпитет П. прилагался к Гелиосу, Дионису и Пану.

Пэйэнне

(Päijä nne) — большое озеро в системе реки Кюммене, в которое собираются воды рек и озер средней Финляндии; см. Кюммене.

Пэн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пэн Джон Ноульс

(Paine) — известный североамериканский композитор и проф. истории муз. (род. в 1839 г.). Главные его композиции: большая месса, оратория "Св. Петр", симфонии a-dur и c-moll, музыка к траг. "Царь Эдип", оркестров. фантазия "The tempest" (Буря), увертюра к "Как вам угодно" Шекспира.

Н. Бн.

Пэоний

— древнегреческий скульптор, родом из Менде, во Фракии, современник Фидия, трудился во 2-й половине V столетия до Р. Х. Предание приписывает ему группу восточного фронтона храма Зевса в Олимпии. До нас дошло одно несомненно подлинное произведение этого художника — снабженная его именем мраморная статуя "Победы", составлявшая обетный дар мессенцев Олимпийскому Зевсу за победу, одержанную ими при Сфактерии. Фигура богини, олицетворенной в этом изваянии, отличается удивительной изящностью форм, в особенности же силой и смелостью движения.

Пэонин

— синоним кораллина или розолевой кислоты, пигмента производного карболовой кислоты, в настоящее время потерявшего свое значение в красильной практике.

Пэонол

— см. Кетонофенолы.

Пэриш-Альварс Элиас

(Parish-Alvars) — известный виртуоз на арфе и композитор (1808—49). Его сочинения для арфы весьма ценны. Главные из них: 2 концерта, концертино для 2 арф с орк. и "Voyage d'un harpiste en Orient" — собрание греческих, болгарских, турецких и др. мелодий.

Пэрри Джозеф

(Parry) — английский композитор (род. в 1841 г.). Главн. его произведения: оперы "Blodwen", "Arianwen", "Sylvia", "King Arthur", оратории: "Emmanuel", "Саул в Тарсе", "The maid of Cefu Idfa", кантаты: "Навуходоносор", "Блудный Сын" и "Cambria".

Н. Б—н.

Пэры

(франц. pairs, англ. peers; отсюда пэрство — pairie, peerage, от лат. pares — равные) — в Англии, а также до 1848 г. во Франции — члены высшего дворянства, пользующиеся особыми политическими привилегиями. Их происхождение относится к феодальной эпохе, когда пэрами были коронные вассалы, пользовавшиеся привилегией суда равных себе (judicium parium). В Германии П. исчезли рано, обратившись в имперских князей; если теперь иногда и употребляется этот термин в применении к членам верхних палат Пруссии и др. германских государств, то только в обычной речи, а не официально.

Во Франции П. духовные и светские, фактически весьма различавшиеся между собой по могуществу и богатству, считали себя равными. После смерти Карла Великого они достигли решающего влияния на ход государственных дел, и когда его династия угасла, выбрали из своей среды нового короля Гуго Капета (987). К этому времени пэрами признавались только герцоги Бургундский, Аквитанский и Нормандский и графы Фландрский, Тулузский и Шампанский; Гуго Капет и следующие короли присоединили к ним архиепископа Реймского и нескольких епископов, так что число пэров равнялось 12; позднее (с конца XIII в.) оно значительно увеличилось. При коронационных торжествах они держали знаки королевского достоинства. Они имели постоянно свободный доступ к королю, место и голос в суде П., заседавшем обыкновенно в Париже, но иногда разъезжавшем вместе с королем; позднее этот суд П. обратился в парижский парламент. С ростом королевской власти самостоятельное политическое значение П. падало, пока они не обратились окончательно в высший придворный класс, имевший влияние только через посредство короля. Революция 1789 г. отменила дворянство, а, следовательно, и пэров, число которых к этому времени равнялось 38 (все с герцогским достоинством). Реставрация оживила институт П., создав, хартией 1814 г., наследственную палату пэров, являвшуюся: 1) верхней палатой парламента и 2) судом для государственных преступлений и для должностных преступлений депутатов и министров. С достоинством П. было соединено жалованье. Король назначил 200 пэров, но потом беспрестанно прибегал к новым назначениям, чтобы влиять на палату. После июльской революции П. были сделаны пожизненными. Революцией 1848 г. институт П. отменен.

Во Франции новое пэрство, зависимое от короны, не достигло и тени той самостоятельности и значения, которым оно пользуется в Англии. В Англии, при наследниках Вильгельма Завоевателя, пэрами были все непосредственные вассалы короны; позднее это имя применялось только к тем из них, которые заседали в королевском совете (Curia regis) — к так называемым Barones majores. Таким образом, звание П. было тожественно со званием члена Curia regis; когда король призывал кого-либо в последнюю, то eo ipso он делал его П.; вследствие этого различались П. крупные землевладельцы (peerage by tenure) от пэров призванных (peerage by writ). История пэрства тесно связана с историей английского парламента (см.). Звание П. наследственно в мужском колене; попытка короны в 1856 г. создать институт пожизненного пэрства оказалась неудачной, вследствие протеста палаты лордов. Старший сын П. делается пэром только со смертью отца; таким образом не все лорды (см.) являются пэрами. Точно так же не все члены палаты лордов признаются пэрами; на лордов (см.) духовных это звание не распространяется. В свою очередь, не все П. являются de facto членами палаты лордов; некоторые, а именно П. шотландские и ирландские, являются членами палаты только in posse, т. е. могут вступить в палату по избранию (см. Лорды и Парламент). Число английских пэров неограниченно и постоянно растет, вследствие новых возведений в это достоинство; от права возведения в достоинство шотландских пэров корона отказалась в 1707 г.; один новый ирландский П. назначается, когда вымирают три старых рода. С конца XVIII в., с появлением и ростом торгово-промышленной буржуазии, сила и влияние пэров падают, и палата лордов, где они заседают, отодвигается на задний план. Все старые привилегии пэров, кроме одной — наследственного права заседать в парламенте, — в настоящее время исчезли.

В. В—зов.

Пэтер

(Вальтер Pater, 1839 — 1894) — английский художественный критик; был профессором эстетики в оксфордском университете. Примыкая к философско-художественному направлению прерафаэлитов и держась в художественной критике традиций Карлейля и кардинала Ньюмена, П. дал в своих немногочисленных трудах блестящие образцы философской субъективной критики. Произведения искусства служили для П. таким же материалом, каким непосредственная действительность служит для художников. Это — толчок, будящий мысль, причем полученные впечатления важнее вызвавших их объектов; последние представляют, так сказать, гвоздь, к которому критик-художник прикрепляет свои личные настроения. Свое понимание искусства и задач художественной критики П. выразил в пяти сочинениях: "Studies in the History of the Renaissance" (1873), "Marcus the Epicurean" (1883), "Imaginary Portraits" (1887), "Appreciations" (1889), "Plato and Platonism" (1 8 93). После смерти П. изданы еще из его бумаг "Miscellaneous Studies" (1896). Во всех этих трудах критик как бы сливается с разбираемым художником. П. ищет в искусстве и в литературе отражения глубокой духовной работы и останавливается преимущественно на переходных эпохах культуры, в которых пересматриваются заново все основы нравственности и наиболее высоко поднимается человеческий дух, окрыленный верой. Лучшая из книг П. — "Studies in the History of the Renaissance" — посвящена Возрождению; особенно замечательны здесь характеристика Леонардо да Винчи и очерк про Сандро Ботичелли, создавший в современном искусстве культ этого долго забытого флорентийского мастера. Внимание П. привлекают религиозные и философские учения, некогда пережившие момент торжества и смененные другими формами жизни, которые когда-то считались установленными навсегда, но исчезли бесследно. В "Marcus the Epicurean" П. показывает, каким образом христианство, как источник надежды и радостей, сделалось желанным для усталого, пресыщенного языческого общества; столкновение двух культур изображено с необычайной силой. В истории культуры П. постоянно ищет людей, проникнутых смутным пониманием новых идей среди самых неблагоприятных условий. Такими он изображает Винкельмана и других художников и писателей древней и современной Европы. П. имеет большое значение в английской литературе и как замечательный стилист.

З. В.

Пювис де-Шаванн

(Пьер Puvis de Chavannes, 1824 — 1898) — современный французский исторический живописец, образовался под руководством Ари Шеффера и Кутюра и посвятил себя преимущественно декоративной и монументальной живописи в духе итальянских живописцев XV столетия, произведения которых он изучал во время своего пребывания в Италии. Первые его картины в этом роде, обратившие на себя внимание, "Bellum" и "Concordia", были написаны в 1861 г. для амьенского музея. За ними следовали: "Работа" и "Покой" (1863), "Осень" (1864), "Ave Picardia" — символическое изображение сельской жизни в Пикардии (1865) и "Массилия" — идиллическая сцена из древнегреческой жизни. Самая лучшая картина П. де-Ш. в том же роде, "Pro patria ludus", была написана в 1882 г., также для амьенского музея. В ней художник представил пикардийских юношей, упражняющихся в метании копий. В композициях де-Ш. пейзаж и человеческие фигуры играют одинаково важную роль и как бы взаимно дополняют друг друга, производя в высшей степени целостное впечатление. Не будучи безукоризненным рисовальщиком и даже умышленно избегая точно моделировать фигуры, П. де-Ш. ставил себе задачей главным образом передавать дух эпохи, из которой черпал сюжеты. Из его монументальных работ лучшими считаются фрески в парижском Пантеоне, изображающие 2 сцены из жизни св. Геновевы, "Священная роща" (на лестнице дворца искусств в Лионе), картина в амфитеатре Сорбонны, "Inter artes et naturam" (на лестнице руанского музея), "Четыре времени года" (в парижской ратуше). Менее удачны его патриотические аллегории: "Вооруженная богиня-покровительница города Парижа следит глазами за воздушным шаром", "Богиня, принимающая письмо от почтового голубя", и "Париж, приветствующий Виктора Гюго".

См. Vachon, "Р. de-Сh." (П., 1895).

Предыдущая страница Следующая страница