Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 84, Пул - Пус)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 84, Пул - Пус)

Предыдущая страница Следующая страница

Пультье-Дельмот

(Франсуа-Мартин Poullier-D'Elmotte, 1753 — 1825) — французский писатель, был сначала военным, затем чиновником парижского интендантства, оперным певцом и, наконец, бенедиктинцем. Когда разразилась революция, П. оставил монашество, женился и стал во главе волонтеров (1791). Избранный в конвент, он вотировал за казнь Людовика XVI. 9-го термидора П., на просьбу Робеспьера дать ему слово, ответил: "Ты получишь слово на эшафоте". Однако, позже имя его не встречается среди реакционеров. Посланный в 1795 г. в департаменты Вар и Устье Роны, П. спас там большое число республиканцев, бывших террористов. К концу существования конвента он предпринял издание журнала "Ami des lois", защищавшего директорию и весьма распространенного. П. заседал в совете пятисот до 18 брюмера, во время империи занимал видное положение в армии; в 1816 г. должен был покинуть Францию, как цареубийца. П. оставил много статей, имевших временный интерес: "Ep ître à M. Thomas de l'Academie franç aise" (Лондон, 1773), "Morceaux philosophiques et litt é raires" в "Journal encyclop édique de 1787 à 1789", "Victoire ou les confessions d'un béné dictin" (роман, в котором он рассказывает собственные похождения), "Discours d écadaires pour toutes les fêt es de l'аnn é е r épublicaine à l'usage des thé ophilanthropes" (1794), "Galatee" (1795; лирическая сцена), "Le R éveil d'Apollon ou Galerie litté raire" (1796), "Conjectures sur l'origine et la nature des choses" (Турне, 1821).

Пульхер

(Клавдий) — см. Клавдий.

Пульхерия

(398 — 453) — дочь восточного императора Аркадия. Воспитанная в духе исключительной церковности, она дала обет целомудрия и жила в монастырском уединении вместе с 2 сестрами. Среди подвигов веры и благотворительности, умная и образованная внучка Феодосия Великого не упускала, однако, из виду и государственных дел и долго сохраняла исключительное влияние на своего брата, императора Феодосия II, воспитанием которого руководила. В сане "августы" она с 414 г. правила государством, живя в добром согласии с сенатом. Правление ее ознаменовано относительным спокойствием на границах и могущественным культурным влиянием на Востоке; правительство поощряло, между прочим, обильную переводную армянскую литературу, сыгравшую видную роль в истории просвещения Армении и введшую ее в круг цивилизованных стран. Но опекаемый Пульхерией государь не проявил никаких политических способностей и до конца жизни оставался игрушкой в руках своих приближенных; образованная правительница сумела внушить ему только строгое, но внешнее благочестие и посвятить в тонкости сложного этикета; двор, по свидетельству церковного историка Сократа, превратился в монастырь. В 421 г. правительница женила своего брата на дочери философа Леонтия, знаменитой поэтессе, красавице Афинаиде, принявшей в крещении имя Евдоксии. Между этими выдающимися женщинами вскоре возникли распри, поддерживаемые придворными интригами и примешивающиеся к церковной смуте, которая была вызвана пропагандой монофизитов и честолюбивыми замыслами александрийских патриархов. Выйдя из борьбы победительницей (Евдоксия должна была удалиться в монастырь), П. не могла уже сохранить своего положения, так как Феодосием вполне овладел хищный и кровожадный евнух Хрисафий, креатура александрийского патриарха Диоскура. После смерти Феодосия II (450) П. была провозглашена императрицей. Казнив Хрисафия, она имела такт отдать вместе с рукой своей (под условием отнестись с уважением к ее обету девственности) венец и власть престарелому, но мужественному и честному сенатору Маркиану, который спас страну от гуннов и престиж государства от теократических замыслов Диоскура.

Литература. H. Schiller, "Geschichte d. rö mischen Kaiserzeit" (т. 2-й, 1887); G. Kr ü ger, "Monophysitische Streitigkeiten im Zusammenhange mit der Reichspolitik" (диссертация, Йена, 1884); A. G üldenpenning, "Geschichte des oströ mischen Reiches unter den Kaisern Arcadins und Theodosius II" (Галле, 1885); F. Gregorovius, "Athenais" (3-е изд., 1892); W. Wiegand, "Eudoxia, Gemahlin des ostr öm. Kaisers Theodosius II. Ein culturhistorisches Bild zur Vermittel ung des Humanismus und Christenthums" (Вормс, 1871).

А. Готлиб.

Пульчи

(Pulci) — три итальянских поэта XV в., родные братья, флорентийцы, близкие ко двору Лаврентия Медичи.

Старший, Бернардо П. (около 1425 — около 1495) был одним из первых пасторальных поэтов Италии; он перевел "Буколики" Вергилия (Флоренция, 1481) и написал ряд поэм (самая выдающаяся — "Passione di Nostro Signor Gesu Christo", Болонья, 1489), несколько элегий, пьесу "Rappresentazione di Bar l aam e Giosafat", напечатанную в сборнике мистерий его жены, Антонии П., и др.

Средний брат, Лука П. (1431 — 1490), написал "Giostra di Lorenzo de Medici messa in rima" (Флоренция, 1468), "Il Driadeo l'amore" (пастораль в четырех песнях, Флоренция, 1479), "Epistole eroiche" (любовные послания в стиле Овидия, Флоренция, 1481), "Giriffo calvaneo ed il povere adveduto" (рыцарская поэма, оконченная Джамбуллари, Венеция, 1535).

Младший и самый знаменитый брат, Луиджи П. (1431 — 1487), считается создателем героико-комической эпопеи и предшественником Ариосто. Романтическая поэма его в 28 песнях"Morgante maggiore" (Венеция, 1481; новые издания 1768 и 1860) относится к героической поэме почти так же, как "Дон-Кихот" к рыцарскому роману, хотя П. был далек от намерения писать пародию: это — естественное следствие нового мировоззрения. Заимствованный из Франции сюжет поэмы — авантюры Роланда и побежденного им великана Морганта. Автор изображает чудеса, но ни он сам, ни читатели не верят в них. Карл Великий является в поэме расслабленным и неумным старичком. Комический элемент — главным образом связанный с образом самого Морганта, неуклюжего чудища вроде Гаргантюа — не занимает в поэме главного места, но именно комические места дали ей широкую популярность. Кроме того, Луиджи П. написал поэму "Beco di Dicomano" (пародия на поэму Л. Медичи "Vencia da Barberino") и ряд сонетов, вызвавших преследования инквизиции, с которой П. примирился, написав религиозную поэму "Confessione a la san Vergine" (Флоренция, 1597). "Morgante Ma g giore" переведена на английский язык Байроном.

Пульчинелла

— см. Полишинель и Марионетки.

Пульяр

(Jacques-Gabriel Pouillard) — французский археолог (1751 — 1823). Занимался сначала живописью, затем вступил в орден Mont-Carmel и долго прожил в Риме, занимаясь изучением памятников древности и средних веков. По возвращении он обратил на себя внимание кардинала Феша, который поставил его во главе основанной им семинарии в Буже и поручил ему хранение своей прекрасной коллекции предметов искусства. П. написал интересную "Dissertation sur l'ant ériorité du baisement des pieds des souverains pontifes à l'introduction de la croix sur leurs pantoufles" (Рим, 1807), "Trait é sur la tiare", "Voyage litté raire dans l'interieur de Rome" и др.

Пуля

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пума

(Felis соnсоlоr) — см. Кугуар.

Пуманс

(санскр. Pumąs — человек, душа) у индийских философов — воплощенный дух, то же, что пуруша (см.).

Пуна

(Poona) — город в Бомбейском президентстве Британской Индии, на высоте 2000' над уровнем моря, в пустынной равнине при слиянии рек Мута и Мула; окружен крепостной стеной, имеет сильный форт, тюрьму, помещающуюся в древнем дворце Пешвы, больницу, английскую школу, соединенную с санскритской коллегией, и школу художеств. В торговом и фабричном отношении город сильно упал, но славится еще своими золотыми, серебряными и гончарными изделиями. В 2 км. на запад находится английский лагерь, с казармами, офицерскими домами и церковью. К северу и востоку множество укреплений. В 75 км. от города и моря находится санаторий Мохабалешвар, на высоте 1370 м.; здесь ежедневно выпадает 630 стм. дождя в течение 4 месяцев, когда дует монсун. П. в 1750 г. был резиденцией Пешвы и главным городом маратхов и во время своего расцвета насчитывал 150000 жителей. В 1891 г., включая и английский гарнизон, жителей было 161390.

Пунарадхея

(санскр. Punar â dheya — вторичное разведение огня) — в ведийском ритуале так называлось вторичное разведение священных костров, если первое их разведение (Agny â dheya) не принесло их владельцу никакого счастья, или если с ним случилась какая-нибудь беда, или если у него возникли какие-нибудь определенные желания. Старые огни при этом прекращались, после ряда определенных ритуалом возлияний и приношений, и после известного срока (от трех ночей до целого года) зажигались три новых огня, питавшиеся священной травой Куша.

См. Hillebrandt, "Ritual-Litteratur. Vedische Opfer und Zauber", в Бюлеровском "Grundriss d. Indo-arisch. Philologie" (Страсбург, 1897, § 60).

С. Б—ч.

Пунд

(Pund, Punda) — старая англосаксонская счетная монета, стоившая 10 манкусов или 60 скиллингов, или 300 пенигов. От П. произошел английский фунт стерлингов.

Пундарика

(санскр. Pundar î ka = лотос) — в индийской мифологии один из восьми священных слонов, стоящих стражами на восьми концах света. П. охраняет юго-восток, и от него в народном представлении ведут свое начало те из современных слонов, которые обладают большой головой, длинными ушами, гордым и отважным характером и широко расставленными веками.

С. Б—ч.

Пундарикакша

(санскр. Pundar îkâ ksha) — один из эпитетов индийского бога Вишну: имеющий глаза (aksha), подобные лотосу (pandar îka).

Пуне

— местечко Виленской губернии, Трокского уезда, на реке Немане, известно с XIV в. Здесь при Гедимине жил удельный князь Маргер, прославившийся обороной своего замка от крестоносцев. Костел, основанный в 1503 г. Жителей около 1 тысячи, школа.

Пунзель

— см. Золотых дел мастерство, Чеканная работа.

Пуни

— известный балетный композитор, написавший более 300 балетов. Из них пользуются известностью и поныне "Дочь Фараона", "Конек-Горбунок", "Царь Кандавл", "Севильская жемчужина". Умер в 1866 г.

Пуницин

— красящее вещество пурпура (см.) древних, образующееся под влиянием солнечного света (Lacaze-Duthiers) из бесцветного выделения особых желез так называемой пурпуровой улитки (различные виды моллюсков рода Murex, см.). По Шунку, процесс образования П. не зависит здесь от поглощения кислорода из воздуха. П. сублимируется в кристаллах с металлическим блеском, нерастворим в воде, спирте и эфире, трудно растворим в кипящем бензоле и кристаллической уксусной кислоте, легко растворяется в анилине при кипячении.

П. П. Р. Δ .

Пуническая совесть

(Punica fides или P. religio) — ироническое определение вошедшего в пословицу вероломства карфагенских вождей, которым они отличались по отношению к римлянам во время пунических войн. Один из ярких примеров П. совести представляет рассказ Тита Ливия (U. с. XX, с. 6, §§ 11—12): "около 6000 человек сдались Магарбалу, который обещал им позволить уйти с одной переменой платья, если они выдадут оружие; это обещание было выполнено Ганнибалом с пунической добросовестностью, и все они заключены в оковы". В таком же приблизительно смысле употреблялось и выражение Graeca fides, т. е. "греческая совесть" или добросовестность.

Пунические войны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пункахарью

(Punkaharju) — узкий длинный остров в Финляндии, в С.-Михельской губернии, к юго-востоку от Нейшлота, на озере Пурувеси, вдоль которого тянутся озы (см.). Замечателен красивыми видами. Казенный парк. Отель.

Пункт тригонометрический

— см. Триангуляция.

Пунктир

(франц. pointill é) — в рисовании карандашом, гравировании и акварельной живописи, способ изображения предметов с их светлыми местами и тенями посредством не штрихов или сплошной накладки тонов, а маленьких точек, расположенных более или менее близко одна подле другой (см. Гравирование).

Пуно

(Puno) — департамент в юго-восточной части Перу. Пространство 52301 кв. км. Население 256594 жителей, которое занимается по преимуществу скотоводством, земледелием близ озера Титикака и немного — горным делом. Климат холодный, вследствие высоты положения. На севере, в лесной области, П. орошается реками, впадающими в Рио-Иномбари, на юге — текущими в озеро Титикака. В прежние времена П. славился своими серебряными рудниками.

Главный город — П. или Консепсион-де-Пуно, на западном берегу озера Титикака, на высоте 3824 м. над уровнем моря, соединен железной дорогой через Арекипу с Моллендой (на берегу Тихого океана), Санта-Розой и Куско. Собор, 2 коллегии, серебряные рудники; оживленная транзитная торговля с Боливией и вывоз шерсти-альпака. Жителей около 6000 (1891).

Пуночка

(Plectrophanes nivalis) или снежный подорожник — кругополярная птица из рода подорожников, гнездящаяся в области тундр Старого и Нового Света (об образе жизни подорожников — см.). Свое название П. получила от лапландского слова "пунак". У самца в брачном оперении большая часть спины и крылья, а также средние и отчасти крайние рулевые перья — черного цвета, остальная поверхность птицы и широкая косая полоса на крыльях — белые. У самки чистый черный цвет заменяется черно-бурым, который заходит и на голову, причем все темные перья окаймлены светлым ободком. Зимой окраска П. резко меняется, а именно: все темные перья, а также белые перья груди и боков тела имеют более или менее широкую редкую кайму; точно так же черный клюв становится оранжево-желтым. Общий тон зимней окраски, таким образом, чрезвычайно подходит к общему цвету не покрытых снегом прогалин с побуревшей травой, на которых и держится в это время П. Летом П. питаются преимущественно насекомыми, зимой — исключительно семенами и зернами. Гнездо устраивает на земле. Кладка — 5—6 яиц желтоватого и зеленоватого цвета, с бурыми пятнами и точками.

Ю. В.

Пунсавана

(санскр. Punsavana) — древняя индийская религиозная церемония, одна из так называемых санскар (см.), имеющая целью придать жизнь зародышу в утробе матери и вызвать в нем мужеский пол. Церемония совершается между вторым и четвертым месяцами беременности, еще до начала утробных движений плода, с разными символическими подробностями, которые варьируют в разных памятниках. Ее совершает муж будущей матери, дотрагивающийся рукой до ее живота с произнесением различных формул. Обыкновенно при этом беременная должна держать и съесть два боба и ячменное зерно (символы мужских половых частей) или побег одного дерева, растертый в порошок. Подробное описание П. см. Hillebrandt, "Ritual.-Litteratur. Vedische Opfer und Zauber" в Бюлеровском "Grundriss der indoarisch. Philologie" (Страсбург, 1897, § 9).

С. Б—ч.

Пунсон

или патрица — термин монетного дела: выпуклое изображение лицевой или оборотной стороны медали или монеты, сделанное на закаленном стальном стержне, которым выдавливают на другом стальном, но отпущенном стержне то же изображение в вогнутом виде; последний стержень, после закала, образует штемпель или матрицу, которой чеканят монеты и медали. См. также Словолитное дело.

Пунт

— Так древние египтяне называли юго-восточные страны, особенно по берегам Чермного моря, у Абиссинии и берег Сомали. Противолежащий аравийский берег также причислялся к П. Естественные богатства этих стран привлекали египтян с глубокой древности; они получали оттуда и благовония, необходимые для храмового культа. Еще вельможа XI династии Гану (см.) снаряжал сюда флот; при Аменемхете II Хентхетур лично ездил туда. Тем не менее, во время среднего царства об этих отдаленных странах ходили легенды, подобные средневековым сказаниям об островах св. Брандана и царстве пресвитера Иоанна. Одна такая легенда сохранилась на папирусе в Императорском Эрмитаже и переведена В. С. Голенищевым ("Вестник Европы", 1883). Более частые сношения происходили уже во время нового царства, при царице Гатшепсу (см.), которая снарядила сюда флот. Были доставлены в Египет, по приказанию царя П. Параху, встретившего флот, драгоценные благовонные растения, с корнями для их разведения, слоновая кость, мази, золото, различные породы обезьян, собак и др. животных, шкуры леопардов, страусовые перья. Изображение экспедиции помещено на стенах храма Дейр-эль-бахри и знакомят с этнографией П. Жители этой страны были родственными египтянам хамитами, хотя, вероятно, с большей примесью негрской крови. Они носили узкие бородки, вроде искусственных, которые носили египтяне в историческое время, может быть, как переживание старины. Вместо одежды — передники; на руках, ногах и шее знатных — кольца, браслеты и ожерелья; оружием служили дубины. Женщины, особенно в знатных семьях, отличались необычайной толщиной. Жили в свайных постройках. Все это напоминает африканские хамитские племена; весьма вероятно, что жители П. — предки сомалиев. О мирных сношениях с П. упоминают, затем, Тутмес III и Рамсес III. Вероятно, П. можно усматривать в библейском "Фуд" и в "Путийя" надписей Ахеменидов, а может быть и в Соломоновом Офире.

Б. Т.

Пунта

(испанское и итальянское Punta) — вершина, мыс, нос, например, Punta de Europa — южный мыс полуострова у Гибралтара, Punta del Faro — у Мессины и т. д.

Пунта-Аренас, в Коста-Рике

(Punta-Arenas) — главный вывозной порт центрально-американской республики Коста-Рика, на низменной песчаной косе, на восточном берегу Никойского залива Тихого океана. Станция пароходных линий и запасный конечный пункт железной дороги в Порто-Лиман на Атлантическом океане. Предметы вывозной торговли: кофе, каучук, кожи, меха, лес, черепаха и серебро. Климат жаркий и нездоровый. Жителей (1892) 2538.

Пунта-Аренас, в Чили

(Punta-Arenas), Вилла де-Пунта — главная местность чилийской территории Магальянес, единственное порто-франко Чили, в равнине, где возделываются ячмень, рожь, картофель и тянутся обширные леса. Ловля моржей. Станция пароходов, плавающих в Магеллановом проливе. Жителей 922 (1888). Место ссылки преступников.

Пунцовое крашение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пунш

— напиток, привезенный в Европу англичанами в конце XVII столетия. Приготовляется из воды, чая, арака, лимонного сока и сахара и, благодаря пяти составным частям, он получил свое название (pantscha по-санскритски — пять). Часто вода заменяется вином (винный П.); кроме того, употребляются еще шампанское, эль, ананас, апельсины, яйца и пр. П. пьют в горячем состоянии, холодном и даже замороженном. Ponche à la Romaine — замороженный шампанский П., смешанный с яичным белком. Шведский П. — хорошо сохраняемый холодный П. (обыкновенно растворенный в вине или шампанском). Для приготовления стального П. разогревают воду или вино посредством раскаленной стали. Эссенции П. содержат все составные части П. в концентрированном виде и дают с соответствующим количеством горячей воды готовый П.

Пуны

(испанское Punas) — холодные возвышенные равнины в Перу и Боливии. Различают собственно П. (Puna) — плоскогорья (3300—3900 метров), с очень немногочисленным населением, которое разводит горох, капусту, лук, картофель и занимается главным образом скотоводством (овцы, ламы, викуньи), и еще более возвышенные и суровые П. дикие (Puna brava), со скудной растительностью, где водятся в диком состоянии ламы, викуньи, альпака и гуанако. В обеих П. воздух постоянно сух и холоден, и климат, собственно говоря, меняется только с зимы на осень и обратно; других времен года не бывает.

Пуньяджаны

(санскр. Punyajan â s = добрые люди) — в индийской мифологии особый класс ракшасов, которые разрушили Кушастхали, столицу царя Какудмина или Райваты (см.), когда он удалился из нее, чтобы посетить область Брахмы.

Пуньяни

(Gaetano Pugnani) — известный итальянский скрипач-виртуоз (1727 — 1803). В 1754 г. П. выступил в Париже с блестящим успехом, после чего концертировал в главных городах Европы. В 1770 г. ему было предложено занять место капельмейстера в туринском королевском театре. В этом же городе П. основал школу для скрипачей, из которой вышло много знаменитых скрипачей, например Виотти. П. писал концерты, трио, дуэты, сонаты для скрипки, оперы и сочинения для церкви. Как исполнителю, П. более удавались сочинения величественного характера.

Н. С.

Пуп земли

— по средневековым преданиям город Иерусалим; этот взгляд основывается отчасти на словах псалмопевца (LXXIII, ст. 12): "Бог же царь наш прежде века содела спасение по среде земли", а также на 5 ст., гл. V пророка Иезекииля: "Сия глоголете Адонаи Господь: сей Иерусалим посреде языков положил его и страны яже окрест его". Многие писатели, начиная от Аристея и Иосифа Флавия, развивали мысль о том, что Иерусалим находится среди земли; талмуд говорит, что гора Мория есть П. земли. Магометане видят настоящий центр земли в своем Наhаm'е, греки — в круглом отверстии на хорах церкви Св. Гроба. Мысль о Иерусалиме, как о П. земли, выразил и Данте в "Божественной Комедии" (Inf. С. XXXIV) и на ней основал свои астрономические наблюдения. О Иерусалиме, как о П. земли, указывается и в ответах "Голубиной книги"; упоминают также о П. земли и наши средневековые паломники. Так, игумен Даниил (XII в.) в своем "Хождении" при описании церкви Воскресения Христова говорит: "И есть от дверей Гроба Господня до стены великого алтаря 12 сажень; и ту есть вне стены за олтарем П. земленый; создана же над ним комара, и горе написан Христос мусиею, и глаголет грамота: се пядию измерих небо, а дланию землю". То же самое почти повторяется и в других памятниках — в Бдинском сборнике 1360 г., в Проскинитарии св. мест св. града Иерусалима, написанном на греческом языке иеромонахом Арсением Каллудой и др.

Пупавка

(Anthemis tinctoria L.) — многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных (Compositae), растущее по всей России до Архангельска, в Крыму, в Закавказье. Встречается оно на полях, холмах, в степях и бросается в глаза своими довольно крупными ярко-желтыми головками (почему и само растение известно в народе под названиями: желтоцвета, желтушки, желтой ромашки и др.); головки сидят на длинных ножках. Общее цветоложе в головке полушаровидное, пленчатое; наружные листки обвертки острые, внутренние тупые; краевые цветки язычковые желтые; срединные цветки трубчатые такого же цвета; плоды семянки сплюснуто-четырехгранные с пятью ребрышками на каждой стороне и с короткой перепончатой окраиной. Стебель у П. достигает до 60 стм. высоты; перисто-рассеченные листья расположены попеременно; вместе со стеблем они покрыты прижатым пушком; стержень листа зубчатый, а сегменты гребенчато-раздельные, с зубчатыми дольками. Из цветков П. можно получать лимонно-желтую краску. В народной медицине П. употребляется от желтухи, от золотухи, от простуды и пр.

С. Р.

Пупар

(Людовик Poupard, 1835 — 1890) — французский драматический писатель (под псевдонимом Louis Davyl). Более выдающиеся его пьесы: "Le Gascon", "Coq-Hardy", "La ma îtresse légitime" (1875), "Les Abandonné s". Романы Давиля: "13, rue Magloire" (188 1), "Les enfants de la balle" (1883), "Zé lie Clairon" (1885), "Honneur me tient" (1886) — мрачные картины парижских нравов.

Пупарт

(Франсуа Poupart) — французский хирург и анатом (1616 — 1708), изучал медицину в Париже, с большой любовью занимался естественными науками и особенно энтомологией. Был членом французской академии наук и наряду с многочисленными мелкими статейками написал также "Chirurgie compl è te". Подробно описал связку, названную его именем.

Пупки Малые

— село Тамбовской губернии, Козловского уезда; жителей 5367.

Пуповина

или пупочный канатик (funiculus um bilicalis) — длинный шнур, на котором подвешены к пупку детское место или послед (см.). Такой стебелек в сущности встречается у всех имеющих зародышевые оболочки позвоночных, но часто он бывает чрезвычайно укорочен и не заслуживает названия шнура, но у человека достигает чрезвычайной длины. Иногда, если этот шнурок случайно опутает или перетянет какой-нибудь орган, то вызывает остановку роста органа в этом месте, т. е. аномалию и иногда смерть зародыша (смотря по степени важности органа). П. одним концом прикрепляется к пупку, а другим обыкновенно к центру детского места. Стенка П. состоит из амниотического покрова, образованного основанием амниона (см. Позвоночные) и содержит в себе массу соединительной ткани (называемой по случаю ее желатинозного характера вартоновым студнем), кровеносные сосуды, остатки аллантоиса и желточного шнурка, соединяющего первоначально желточный пузырь с кишечником (см. Зародышевые оболочки). После родов П. отрезается.

В. М. Ш.

Пупок

(umbilicus) — у позвоночных животных представляет собой место соединения брюшной стенки зародыша с зародышевыми придатками и оболочками. Так, у зародышей рыб на брюшной стороне подвешен желточный пузырь (см.), а у гадов, птиц и млекопитающих в этом же месте накожные покровы зародыша переходят в амниотическую оболочку (кожный пупок), а равно так же здесь находится место сообщения полости желточного пузыря с полостью кишечника (кишечный пупок), и здесь же проходит стебелек аллантоиса (см. Позвоночные). Когда все эти оболочки атрофируются или обрываются, то пупочное отверстие зарастает, причем у млекопитающих образуется впадина с неровной поверхностью, называемая пупочной. К этой впадине прикрепляется посредством особой связки (ligam. vesico-umbicale) мочевой пузырь, чем и обуславливается образование самой впадины, после удаления оболочек. У двустворчатых моллюсков (пластинчатожаберных) пупком (umbo) называется слегка выпуклая старейшая часть створки, кругом которой отлагаются концентрически новообразующиеся слои растущей с возрастом животного раковины.

Пупочная грыжа

— см. Грыжа.

Пупочные артерии

(arteriae umbilicales) — сосуды, свойственные лишь зародышу позвоночных, имеющих зародышевые оболочки (гады, птицы и амфибии). Обе они отходят симметрично справа и слева от заднего конца аорты, огибают ближайшую к кишке часть аллантоиса, становящуюся впоследствии мочевым пузырем, вступают в пуповину и затем в аллантоис, где разбиваются на капилляры (см. Позвоночные и Послед). Еще в теле зародыша эти сосуды дают в области таза ветви, идущие к внутренним органам таза (а. iliacae internae) и к конечностям (a. iliacae externae). После отпадения детского места П. артерии атрофируются на большей части своего протяжения, кроме части, ближайшей к аорте и образующей с каждой стороны общий ствол для обеих а. iliacae, называемый iliaca communis, и кроме еще некоторой части, дающей боковые связки, идущие от пупка к мочевому пузырю (lig. vesico-umbilicales laterales).

В. M. Ш.

Пупочные вены

(venae umbilicales) — сосуды, начинающиеся от капилляров аллантоиса и несущие от него артериальную кровь к сердцу зародыша (см. Позвоночные и Послед). Вены эти в более поздней стадии отдают часть крови воротной системе печени (см.), а после рождения атрофируются или переходят в связки. Такого происхождения пупочно - печеночная или круглая связка (lig. hepato-umbilicale sive teres), идущая от печени к пупку. У некоторых позвоночных, лишенных зародышевых оболочек, имеются и во взрослом состоянии сосуды, несущие кровь от задней части тела к сердцу (в Кювьеровы протоки), минуя таким образом воротную систему печени и почек. Эти вены, называемые боковыми (v. laterales), считаются гомологами пупочных высших позвоночных (см. Позвоночные и Кровообращение).

В. М. Ш.

Пур

— река Тобольской и Енисейской губерний, берет начало из тундренного озера того же имени, близ границ Енисейской губернии, но в пределах Тобольской губернии. Длина 400 верст, ширина 20—50, а в низовьях до 250 саженей, при устье река образует широкий разлив, в несколько верст, наполненный островами. П. впадает в юго-западную часть Тазовской губы. Устье реки наполнено отмелями и песчаными низменными островами, из коих наибольший остров Пурка. Слева в П. впадает значительный приток река Янг-яга или Яган, вытекающая из болот и тундренных озер; от устья этой реки П. делается судоходным. Справа впадает в П., в Енисейской губернии, река Тагетта, слева реки Верхняя и Нижняя Табьюганы, Хаусета, Суй и Езетта. По П. кочуют остяки и самоеды, занимаясь рыболовством. Берега реки невысоки и безлесны. П. был открыт казаками в 1600 г.

Н. Л.

Пурака

(санскр. P û raka — излияние, поток) — у индийских аскетов один из способов изменять или задерживать дыхание (так называемая пранаяма, см.), при котором большим пальцем закупоривают правую ноздрю, отнимая прочие пальцы от левой, через которую и выходит свободно дыхание.

Пурандхи

(санскр. Purandhi = податель обилия или милости) — в индийской мифологии одно из второстепенных божеств, богиня изобилия. Имя ее встречается в Ригведе редко (около 9 раз), почти всегда вместе с именем бога Бхага; два-три раза она упоминается вместе с Пушаном и Савитаром и однажды с Вишну и Агни. В Авесте также встречается богиня богатства и изобилия Паренди (P â rendi), которую обыкновенно отожествляют с П. Некоторые ученые, впрочем (например, Гиллебрандт), считают П. богиней деятельности.

Ср. Macdonell, "Vedic mythology" (§ 43), в Бюлеровском "Grundriss der indo-arischen Philologie" (Страсбург, 1897). Там же указана и литература о П.

С. Б—ч.

Пураны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пураче

(Puracé) — дымящийся вулкан в средней цепи Анд, в Колумбии, в 30 км на юго-восток от Ророуаn, в департаменте Каука (C à uca), до 4700 м. высоты. Последнее извержение было 12 августа 1878 г.

Пурбах

(Георг Purbach, иначе Peuerbach или Pearbach) — немецкий математик; род. в Австрии в 1423 г., образование получил в венском университете, посетил затем Германию, Францию и Италию, в которой (в Ферраре, Падуе и Болонье), читал лекции по астрономии и, наконец, стал профессором математики и астрономии в Вене; умер в 1461 г. П. придал тригонометрии, так сказать, новую физиономию, начертал новую таблицу синусов, которая впоследствии разработана шире его же учеником Региомонтаном (Regiomontanus), изготовил новые таблицы планет и новый указатель неподвижных звезд. Из его сочинений следует назвать: "Theoriae novae planetarum" (печаталось часто, в последний раз в Кельне в 1681 г.) и "Sex priores libri systema t is Almagesti" (Венеция, 1496; Нюрнберг, 1550).

Пурва-миманса

— см. Миманса и Индийская философия.

Пурваджа

(санскр. P û rvaja — прежде рожденный) — один из эпитетов Вишну, указывающий на его вечность: "превечный", существовавший до сотворения вселенной и ожививший ее сам.

Пургольд

(Иоганн) — профессор римского права и древностей московского университета. По каталогу лекций 1778—87 гг., он, в звании экстраординарного профессора, читал всеобщую юридическую энциклопедию и "ученую историю прав: естественного, римского и российского". В 1788 г., будучи уже ординарным профессором, произнес на акте речь на латинском языке: "De meritis imperantis in subditos". Здесь, главным образом, прославляются "важные и благотворные для России деяния, совершенные Екатериной II до 1788 г.". За болезнью П. прекратил чтение лекций в 1791 г. и вскоре был уволен в отставку.

См. "Словарь профессоров московского университета" (т. II, стр. 323—327).

Пургшталь

(Иосиф Purgstall, барон) — см. Гаммер-Пургшталь.

Пурдошки

— село Пензенской губернии, Краснослободского уезда, при реке Мокше. Жителей 3870; 2 церкви, 2 школы, пристань. Торговое село, базары еженедельно, 1 ярмарка. Часть жителей — мордва — занимается пчеловодством. Из П. выходит много бурлаков и лоцманов.

Пурех

(Макарий-П.) — село Нижегородской губернии, Балахнинского уезда; было пожаловано князю Димитрию Пожарскому за покорение Москвы; он устроил здесь монастырь, упраздненный в 1764 г. Две церкви; в одной из них хранится много старинной церковной утвари, евангелие и хоругвь 1612 г. Колокольный завод и лавки. Почтово-телеграфное отделение, ссудо-сберегательная. касса. Жителей 600.

Пури

(Pooree) или Джагарнат, Джаганнат (в честь почитаемого бога того же имени) — главный город округа того же имени в Бенгальском вице-губернаторстве Британской Индии, на южном конце дельты Маганади. Широкие улицы П. почти все наполнены священными зданиями, сделавшими П. славным по всей Индии. На южном конце П. возвышается храм Джаганната, на поклонение которому стекаются ежегодно в марте на праздник сотни тысяч паломников из разных частей Индии. Храм этот стоит на квадратной площади, окруженной высокой каменной стеной. Высокие ворота ведут на лестницу, а последняя на террасу в 7 м. высоты, которая окружена второй квадратной стеной в 10 м. высоты. На этой террасе, на фундаменте в 10 км., возвышается храм (пагода; окончена в 1198 г.) в 61,5 м. высоты, несколько суживающийся сверху. Между обеими этими стенами находятся храмы почти всех индийских божеств, высотой от 23 до 28 м. и числом до 120, из коих особенно выдаются два, имеющих форму кегли. Главный восточный вход, Синг-Двар (Львиные ворота), украшен по обеим сторонам колоссальными грифами и др. изваяниями; напротив него базальтовая колонна с изображением боготворимой обезьяны Гануман. Главный храм посвящен Вишну-Кришне под именем Джаганната (Владыка вселенной); по бокам его изображения находятся изваяния брата его Баларама и младшей сестры Субхадры. 3 деревянных идола в 2,25 м. высоты, со страшными лицами изображающими на голубом фоне Кришну, на белом Балараму и на желтом Субхадру. Каждое из этих божеств имеет большую, грубо сделанную карету, из коих наибольшая — Джаганната, 14 м. высоты и на 16 колесах; диаметр каждого колеса — в 2 м. Во время праздника карет или Рат-Джатры, в марте месяце, идолы эти возятся в каретах в ближайшие селения и сопровождаются тысячной толпой. Жителей 28794 (1891).

Пуриевич Константин Адрианович

— ботаник (род. в 1866 г.). По окончании курса в Киевском университете (1889) оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1893 г. за сочинение "Образование и распадение органических кислот у высших растений" получил степень магистра ботаники. С 1897 года, по возвращении из заграничной ученой командировки, читал курсы по физиологии растений, как приват-доцент, в университете св. Владимира. В 1898 г. за сочинение "Физиологические исследования над опорожнением вместилищ запасных веществ при прорастании" удостоен степени доктора ботаники. С 1900 г. состоит профессором ботаники в университете св. Владимира. П. напечатал, кроме упомянутых, следующие работы: "Ueber die Stickstoffassimilation bei den Schimmelpilzen" ("Berichte d. Deutsch. botan. Gesellschaft", 1895); "Ueber die Wabenstruktur der pflanzlichen organisierten K ö rper" (там же, 1897); "К вопросу о накоплении и растворении крахмала в растительной клетке" ("Записки Киевск. Общ-ва Естеств.", 1898); "Ueber die Spaltung der Gliycoside durch Schimmelpilze" ("Ber. d. Deutsch. botan. Ges.", 1898); "Physiologische Untersuchungen ueber aie Athmung der Pflanzen" ("Jahr b. f. wissensch. Botanik", 1900); "Influence de la température sur la respiration des végé taux" ("Annales des sciences naturelles", 1905); "О зависимости между процессами испарения воды и разложения углекислоты у растений" ("Зап. Киев. Общ. Естеств.", 1906).

Пуризм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пурим

(от древнеперсидского пур — жребий) — еврейский праздник, установленный в память спасения персидских евреев от истребления их Аманом, любимцем персидского царя Ахашвероша (Ксеркса, в V в. до Р. Х.) — см. Есфирь.

Пурин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пуритане

— В середине XVI в. кальвинизм, охвативший почти всю Европу, перешел и в Англию. Здесь, рядом с реформацией, возникшей по инициативе правительства, появилась народная реформация: пуританизм вступил в борьбу с официально преобразованной церковью. П. обнимает собой все протестантские секты, несогласные с "установленной " церковью, стремившиеся очистить ее от остатков католицизма, сохранившихся в англиканизме; отсюда и название их — "Пуритане" (Purity, англ. = чистота). Кальвинизм давал религиозную санкцию политической оппозиции. Эта черта выразилась в индивидуальном протестантизме ХVII в., когда пуританская оппозиция из чисто религиозной превратилась в политическую. Пуританизм появился вследствие самого характера англиканской церкви, представлявшей компромисс между католицизмом и протестантизмом, требовавшей единообразия церковной жизни и введенной королевской властью вместе с парламентом. При Елизавете П. представляли чисто религиозную оппозицию. Хотя королева боролась с кальвинизмом, но число П. росло. Большинство богатых торговцев и провинциальных джентльменов были тогда П. Направление университетов было пуританским. Набожность и ученость отличали П. Пуританская партия боролась против тех обрядов, которые для П. имели совершенно определенное символическое значение и не казались мелочами. Знамение креста при крещении, стихарь, передача кольца при бракосочетании, коленопреклонение при причастии, поклон при имени Иисуса и т. п. — все эти "суеверные церемонии" для П. были равносильны отмене авторитета Св. Писания и прав совести. Сначала П. были преданы власти, и настроение их не было чисто революционным. Они верили в священный характер власти и божественные права короля, но проповедовали общее братство во Христе и распространяли идеи социального равенства. П. имели огромное влияние на английскую культуру, оставив неизгладимые следы на характере английской нации. Самым ярким типом пуританства был Мильтон, в поэме которого великолепно отразились все крайности П. Строгий, важный, остерегавшийся болтливости и легкомыслия, стремившийся к полному самообладанию, воздержанный во всем, ненавидевший роскошь и лень, П. был прямолинеен, жесток и нетерпим. Он враждебно относился к вере в гуманность и в разум, признавая Библию единственным законом Божьим; он весь был поглощен мыслью о борьбе с Римом. Образцом для английских пуритан сделалась церковь, основанная Ноксом в Шотландии. Потом Томас Картрайт систематизировал пресвитерианские воззрения, а во второй половине царствования Елизаветы среди П. появилась секта броунистов, отвергавшая всякую церковную иерархию и принявшая радикальный характер. Впоследствии эта секта обратилась в политическую партию индепендентов (см.). П. в религиозном отношении были названы "нонконформистами" (см.), так как они были не согласны с установленной церковью. При Елизавете они подвергались преследованиям, но молились за королеву. Когда на престол вступил Иаков I (1603—1625), П. думали, что наступил для них благоприятный момент, так как король был воспитан в пресвитерианском духе, и вышли к нему навстречу с так называемой "петицией тысячи" (1603 г.: "Millenary Petit i on"), под которой подписалось 827 человек, т. е. 1/10 часть духовенства Англии. Петиционеры требовали отмены обрядов, реформы церковного суда, более строгого соблюдения воскресного дня, который они отожествляли с еврейской субботой. Король принял петицию, обещал созвать конференцию епископов и богословов для ее обсуждения, но обещания не сдержал. Через некоторое время король объявил, что он заставит быть их конформистами или выгонит их из Англии. С 1605 г. начались изгнания пуритан и выселение их в Америку. XVII в. в Англии был временем культурной, религиозной, социальной и политической борьбы. В этой борьбе партии политические соединились с партиями религиозными. Центральную роль играл пуританизм, который разделился на две крупные фракции: пресвитериан и индепендентов. Борьба приняла (с 1633 г.) ожесточенный характер при Лауде, который стремился уничтожить П. В долгом парламенте верх одержали пресвитериане, а П. мечтали уже об установлении в Англии республики (см. Круглоголовые). Организатором индепендентства и выразителем пуританского образа мыслей был Кромвель. Политическая роль П. окончилась с возвращением Карла II (25 мая 1660 г.). В первой половине XVIII века, с 1729 г., П. возродились в виде методистов (см.).

Ср. О. Brosch, "Cromvell und puritanische Re volution"; Neal, "History of the puritans" (1732); Fletcher, "The history of the revival and progress of Independency in England"; Barclay, "Inner life of the religious Societies of the Commonwealth"; Weingarten, "Die Revolutionskirchen Englands"; Waddingt on, "Congregational history"; С. С. Фортунатов, "Представитель индепендентов Генри Вен".

П. Конский.

Пурка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пуркары

— село Бессарабской губернии, Аккерманского уезда, при реке Днестре. Жителей 1029. Один из центров бессарабского виноделия (см. соотв. статью). В 1893 г. здесь основана земством низшая сельскохозяйственная школа с фермой и помещением для 60 пансионеров; курс 4-летний; специальности — шелководство, лесоводство, виноделие и ремесла.

Пуркинье

(Иоганн Евангелист Purkinje, 1787 — 1869) — чешский врач и физиолог. В 1819 г. он был назначен профессором анатомии и физиологии в пражском университете, потом переведен в Бреславль, а в 1852 г. возвратился в Прагу, получив кафедру по физиологии. Он основал в Праге, так же как и в Бреславле, физиологический институт и издавал под заглавием "Zniva" естественнонаучное обозрение на чешском языке. Из отдельно изданных трудов его назовем: "De examine physiologico organi visus et systematis cutanei" (Бреславль, 1823), "Symbolae ad ovi avium historiam ante incubationem" (1825), "De cellulis antherorum fibrosis necnon de granorum pollinarium formis commentatio phytotomica" (Бреславль, 1830), "De phenomeno generali et fundamentali motus vibratorii continui in membranis cum externis, tum internis animalium plurimorum et superiorum et inferiorum ordinum obvii" (Бреславль, 1835). Перевел на чешский язык "Освобожденный Иерусалим", Тассо (1 8 35) и лирические произведения Шиллера (Бреславль, 1841).

Пурнабхишека

(санскр. P ûr ņâbhisheka = "полное освящение") — у индусских сектантов шиваитов, поклонников Шакти (см.), принадлежащих к так называемому толку левой руки (V âmâcâ rin), П. называется момент высшего экстаза, в который впадают участники их мистерий, напоминающих несколько "раденья" наших хлыстов. Во время этих мистерий происходит поклонение Шакти, представляемой нагой женщиной, после которого присутствующие, возбужденные спиртными напитками и мясной пищей, кончают обряд "свальным грехом", в котором каждая пара представляет Шиву и его жену Деви (Бхайрава и Бхайрави) и отожествляется с ними. Это отожествление с Шивой и Деви и есть Шричакра (Çrî cakrа = святой круг) или П., главный акт спасения или скорее его предвкушение, высший обряд этого сладострастно-безумного мистицизма.

Пурогита

(санскр. Рurohitа = поставленный впереди, уполномоченный, домашний жрец) — в ведийскую эпоху (уже в Ригведе) постоянное жреческое звание у индусов. По-видимому, уже тогда пурогита является религиозным советником царя, чем-то вроде придворного жреца, звание которого в одну эпоху превозносится выше прочих, а в другую представляется лишенным всякого достоинства (ср. A. Weber, "Indische Studien", X, стр. 99 и сл.; Muir, "Sanskrit Texts", I, изд. 2, стр. 128 и 507; "Indian Antiquar", VI, 251). В Ригведе (кн. X, гимн 98) говорится, что П. избирался также в хотры (Hot ŗ = жрец, читавший молитвы или гимны при богослужении), т. е. мог принимать активное участие в жертвоприношении. Мнение Гельднера, что П. был главным руководителем великой жертвы, каким впоследствии является брахман (в эпоху Ригведы бывший простым чтецом молитв), слабо обосновано. Более вероятно мнение Ольденберга ("Religion des Veda", Б., 1894, стр. 379), что П., как главный распорядитель царского культа, мог, в случае надобности, брать на себя обязанности одного из жрецов, принимающих активное участие в жертве, но ни одна из этих обязанностей не принадлежала ему сама собой и необходимо.

С. Б—ч.

Пурпур

— драгоценная в древности краска, добывавшаяся из выделения особых желез некоторых переднежаберных моллюсков из рода Murex (именно M. brandaris и М. trunculus — см. ст. Murex). Железы, выделяющие П., свойственны и некоторым др. моллюскам, например обыкновенной на морских берегах Purpura. В настоящее время П. совершенно утратил значение и добывание его давно уже прекратилось, так как он с успехом заменен более дешевыми и удобными минеральными красками.

А. П. Л. Δ .

Пурпур зрительный

или пурпурин — красное вещество, пропитывающее наружные членики палочек сетчатки и придающее наружной поверхности сетчатки красный цвет. П. зрительный был открыт Боллем и им же доказана была впервые высокая чувствительность этого красящего вещества к свету — под влиянием последнего П. быстро бледнеет и обесцвечивается; но при нормальных условиях кровообращения и в темноте П. зрительный восстанавливается. Кюне воспользовался этим фотохимическим действием света на сетчатку для получения оптограмм, т. е. фиксированных изображений предметов, рисовавшихся на дне глаза при смотрении им на различные предметы, например на оконную раму. Если перед глазом, например, кролика стоит оконная рама, то на дне глаза рисуется изображение ее в обратном виде; там, где П. покрыт более светлыми частями изображения, он выцветает сильнее, чем под теневыми частями его, и поэтому, если после нескольких минут смотрения кролика на раму убить его, быстро перенести в темную комнату, вырезать глаз, вскрыть его и погрузить в раствор квасцов, мешающий дальнейшему изменению П. зрительного и закрепляющий его в том виде, в каком последний был застигнут раствором, то на вырезанной затем и разостланной по плоскости сетчатке ясно будет видно изображение оконной рамы, в котором более бледные выцветшие части будут соответствовать светлым частям окна, а красные полосы — оконным перекладинам. То же самое, конечно, относится к изображениям и других предметов на сетчатке. Отсюда очевидна неосновательность слухов, будто по изображению лица, сфотографировавшегося на дне глаза убитого в последние мгновения жизни, можно узнать и самого убийцу. Последнее решительно невозможно уже потому, что для получения стойкого изображения нужно было бы фиксировать его вместе с остальным П. зрительным особого рода фиксирующими веществами, вроде раствора квасцов, как на это указал Кюне. Без этой же предосторожности в глазу не может остаться и следа изображения убийцы. Из сетчатки или точнее из наружных члеников палочек удалось извлечь красное вещество — эритропсин, также легко обесцвечивающийся от света, но только не от желтых лучей, почти не действующих на него так же как и на П. зрительный. Изолированное вещество это и есть П. зрительный. Разрушенный эритропсин очень быстро восстанавливается, пока сетчатка прикасается к пигментному эпителию сетчатки и, следовательно, этот эпителий вместе с сосудами сосудистой оболочки глаза доставляет питательный материал, необходимый для новообразования эритропсина. П. зрительный интересен в том отношении, что доказывает возможность фотохимического действия света на некоторую составную часть сетчатки. Возможно, что фотохимическое действие сказывается и на других, кроме П. зрительного, веществах, входящих в состав колбочек и палочек сетчатки, и что эти химические изменения и возбуждают нервные окончания зрительного нерва. В сказанном нет ничего невероятного. Но П. зрительный должен быть во всяком случае исключен из ряда этих гипотетичных тел, фотохимическим изменением коих можно было бы объяснить возбуждение зрительного нерва, во-первых, уже потому, что глаз с совершенно обесцвеченным П. зрительным может еще хорошо видеть и, во-вторых, П. зрительный отсутствует в колбочках, а следовательно и во всей центральной ямке желтого пятна (fovea centralis), т. е. в месте, наиболее чутком к свету.

И. Т.

Пурпур Кассиев

— см. Золото.

Пурпур орселевый

или французский — представляет препарат, приготовляемый из орсейля (см.), содержащий красящее вещество орсеин в сравнительно чистом виде.

А. П. Л. Δ .

Пурпурео-соли

— см. Кобальтиаковые соединения.

Пурпуреокобальтиаковые соли

— см. Кобальтиаковые соединения.

Пурпуреотетраминовые соли

— см. Кобальтиаковые соединения.

Пурпурин

или гематинон — см. Гематинон и Стеклянное производство.

Пурпурин

— см. Крапп, Оксиантрахиноны.

Пурпуровая кислота

(хим.) C 8H5N5O6 — неизвестна в свободном состоянии, потому что при выделении из солей минеральными кислотами она распадается на аллоксан (см. Уреиды) и урамил (см.). Ее кислая аммиачная соль — C 8H4(NH4)N5O6 + H2 O —представляет собой мурексид (см.), употреблявшийся прежде как краска. Мурексид кристаллизуется с частицей кристаллизационной воды в четырехугольных пластинках или призмах, кажущихся гранатово-красными в проходящем свете и отсвечивающих металлическим золотисто-зеленым цветом; высушенный в пустоте, он образует темно-коричневый порошок; в воде растворяется, сообщая ей П. окраску, но нерастворим в спирте и эфире. Мурексид может быть получен: 1) при нагревании аллоксантина при 100° в струе аммиачного газа (Гмелин); 2) при прибавлении к водному раствору смеси аллоксана и аллоксантина (см. Уреиды), аммиака (Либих и Вёлер), или еще лучше углекислого аммония (Грегори); 3) при кипячении урамила с окисью ртути (Либих и Вёлер, Фричше, Бейльштейн). Благодаря характерному цвету мурексида, образование его применяется как качественная реакция на многие тела, содержащие пуринную (см. Пурин) группировку. Так, если мочевую кислоту облить слабой азотной кислотой, выпарить на водяной бане досуха, то получается красноватый остаток, становящийся при прибавлении аммиака (или углеаммиачной соли) пурпурово-красным, благодаря образованию мурексида; дальнейшее прибавление едкого кали (поташа) вызывает фиолетовое окрашивание (Либих и Вёлер). Ксантин (но не гипоксантин; Коссель) и кофеин (Стенгоур, Рохледер) тоже показывают мурексидную реакцию; наиболее удобно в этом случае прокипятить небольшое количество исследуемого вещества с хлорной водой или соляной кислотой с бертолетовой солью (образуется аллоксан), выпарить затем остаток на платиновой пластинке и остаток смочить аммиаком (Э. Фишер). Приведенных примеров достаточно, чтобы видеть, что одной мурексидной пробы недостаточно для характеристики данного тела, но она важна (по Э. Фишеру) как средство различать изомеры между производными пурина, которые в других отношениях очень часто трудно характеризовать.

А. И. Г. Δ .

Пурпуроксантин

— см. Оксиантрахиноны.

Пуру

(санскр. Puru) — в индийской баснословной истории (в Махабхарате, например) — шестой царь лунной династии, младший сын царя Яяти (Yay â ti) и Сармиштхи (Sarmishth â). Он и его брат Яду явились родоначальниками двух великих ветвей лунной династии. Его потомки получили имя Пауравов (санскр. P âuravâ s — потомки, племя П.) и от них произошли два рода, Каурава (K âuravâ s) и Пандава (P âņdavâ s, т. е. потомки Куру и Панду), борьба которых из-за столицы Гастинапуры составляет главный сюжет Махабхараты. Из Ядава или потомков Яду происходил и Кришна (см.).

Пурувеси

(Puruvesi) — озеро системы Саймы, сообщающееся с озерами Коконселькэ и Оривеси; на нем остров Пункахарью.

Пуруравас

(санскр. Pur û ravas) — мифическое лицо индийской мифологии, упоминаемое уже в Ригведе. П. — герой легенды, передаваемой впервые в Шатапатха-брахмане и послужившей впоследствии сюжетом для драмы Калидасы "Викраморваши". П. — благочестивый царь, сын Илы или Иды (Ida), полюбил нимфу апсарасу — Урваши, которая согласилась стать его женой, но с условием, чтобы П. никогда не показывался ей нагим. Обитатели неба — гандхарвы — соскучились без Урваши и, придя ночью к П. и Урваши, похитили двух ягнят, привязанных к ложу последней. П. нагой бросился преследовать гандхарвов, которые произвели молнию. Урваши увидала наготу П. и исчезла. Потом П. встречает Урваши в образе водяной птицы, вместе с другими апсарасами. Урваши опять принимает прежний вид и, узнанная П., на его просьбы вернуться к нему, соглашается через год после этой встречи провести с ним одну ночь, чтобы он получил от нее сына. В это свидание Урваши научает его просить гандхарвов, чтобы те исполнили его желание сделаться гандхарвом. Для достижения этого, гандхарвы научают П. добыванию огня трением двух кусков дерева, и П., добыв огонь, сам делается гандхарвом и таким образом остается навсегда с Урваши. В позднейших памятниках легенда рассказывается с разными новыми подробностями. Это один из древнейших индоевропейских мифов, украшающих изобретение огня. Как и в мифе о Прометее, огонь здесь имеет небесное происхождение, и обладание им ставит человека наравне с богами. Кроме мотива Прометея, мы встречаем здесь и другие повторяющиеся в мифах и сказках мотивы: любовь смертного существа к бессмертному и исчезновение последнего вследствие нарушения условия (Амур и Психея, Мелюзина и т. д.), девы-оборотни в образе водяных птиц (лебёдушки в русской сказке) и т. д.

С. Б—ч.

Пуруша

(санскр. purusha — человек, мужчина) — в ведах (Ригведа, Атхарваведа) первичный человек, тысячерукий гигант, разорванный на куски богами и послуживший материалом для мироздания (из головы сделано небо, из членов — земля). В индийской философии П. — олицетворение человеческой души в форме маленького человечка, не толще большого пальца, сидящего в самой середине человека, в сердце, где слышно его движение, и откуда он управляет животными силами. Этот человечек может сделаться еще меньше и пролагать себе дорогу через артерии (биение пульса); его также легко можно увидать в центре глаза, в зрачке (собственное отражение смотрящего). Почти такого же П., но ослепительно яркого, можно видеть в солнце — сердце и оке мира. Впоследствии в философской школе Санкхья под П. разумеется и мировая душа, а в Веданте — высшее существо, "ясное, как бездымное пламя, владычествующее над прошлым, настоящим и будущим, которое есть сегодня и будет завтра". В позднейшие времена П. является синонимом верховного бога Брахмы, отожествляемого с душой мира и самим миром.

С. Б—ч.

Пуруша-нараяна

(санскр. Purusha-n ârâ yana — П. сын первичного человека) — в индийской мифологии первичный человек, а также и творец мира — Брахма.

Пурушамедха

(санскр. Purushamedha — человеческая жертва) — древний обряд принесения в жертву человека у ведийских индусов, который необходимо отличать от позднейших аналогичных обрядов в честь богини Дурги или Кали. Едва ли можно сомневаться в существовании таких жертв в ведийскую эпоху, не говоря уже о более раннем времени. Индийские тексты относятся к П. различно. В одних обряд П. изображается вполне устаревшим, так что сообщается даже имя лица, совершившего его в последний раз, хотя и протестуется против его отмены (так в Шатапатхе-брахмане). В других, напротив, говорится о нем, как имеющем полную силу, притом с сухими и наивными подробностями, не допускающими сомнения в реальности факта. С помощью П. можно получить от богов то, что не было достигнуто посредством лошадиной жертвы (ашвамедха). С последней П. сходна и ритуалом: объект П., брахман или кшатрий, покупаемый за 100 коней или 1000 коров, остается целый год на свободе (как и лошадь, обреченная в жертву), причем может удовлетворять все свои желания (кроме полового). По совершении жертвы, происходят и некоторые другие обряды, аналогичные обрядам в ашвамедхе. Что обычай П. не выдуман брахманами, а ведется из доведийской еще эпохи, доказывается тем, что объектом жертвы может быть и брахман. Скорее в интересах брахманов было вывести этот обряд, и, действительно, в пуранах (см.) его уже нет. П. является, очевидно, пережитком из первобытной эпохи, когда такие обряды существовали и не у диких индусов. Едва ли можно отрицать и возможность массовых человеческих жертв, о которых, например, говорит Шатапатха-брахмана и которые имеют много этнографических параллелей.

См. Weber, "Ueber das Menschenopfer bei den Indern etc." ("Zeitschr. d. deutsch. Morgenl. Gesellsch.", т. 18); Wilson, "On Human Sacrifices in the Ancient Religion of India" ("Select Works", Л., т. II); Rajendra Lala Mitra, "On human sacrifices in anc. India" ("Journ. of the Asiat. Soc. of Bengal", XLV, ч. 1, 1876). Ср. также Hillebr a ndt, "Ritual-Litteratur. Vedische Opfer und Zauber" (в "Grundr. der indoarisch. Philologie" Бюлера, Страсбург, 1897, § 77), где указана и прочая литература о П.

С. Б—ч.

Пурушоттама

(санскр. Purushottama — лучший или первый из людей) — эпитет индийского бога Вишну, употребляемый и вместо его имени. Так как пуруша значит также и душа, то П. толкуется и в значении "верховной души", т. е. "божества".

Пурц

(Изенгоф) — речка Эстляндской губернии, Везенбергского уезда, впадает в Финский залив. Длина 30 верст. Берега П. и ее притоков большей частью высокие и представляют геологический интерес по своим обнажениям пластов нижнесилурийской формации, начиная от унгулитового песчаника до Везенбергского этажа. Каменоломни.

Пурчеллер Людвиг

(Purtscheller) — известный альпинист и естествоиспытатель (1849—1900). С 1874 г. посвятил себя исследованию области австрийских и швейцарских Альп, сделав за 25 лет до 1 1/2 тыс. восхождений, среди которых до 40 выше 4000 м выс. В 1889 г. он с Гансом Мейером поднимался на Килиманджаро. В 1891 г. вместе с Мерцбахером исследовал Кавказский хребет. Умер после падения при восхождении на г. Дрю из группы Монблана. Главные труды: "Die Salzburger Kalkalpen", "Die Stubaier Gruppe" в "Die Erschliessung der Ostalpen" Гесса (Б. и Мюнхен, 1893—94), "Ueber Fels und Firn" (Мюнхен, 1901) и др.

Пусель

(Бенжамэн Poucel) — французский путешественник (1807 — 1872). Написал: "Les int érêts réciproques de l'Europe et de L'Amérique" (1849), "Des émigrations européennes dans L'Amérique du Sud" (1850), "Les Otages de Duraggo" (1864), "Mes itinéraires" (1861), "Essai d'une monographie du Rio de la Plat a" (1868) и др.

Пусловские

— дворянский род герба Шелига. Родоначальник их Яков П. († в 1638 г.), староста окшатынский, участвовал в походах поляков на Москву (1609—1619). Ксаверий († в 1874 г.), известный филантроп, основал в Варшаве детский приют ("Ochronka dla dzieci opuszczonych"). Некоторые члены рода П. получили от папы Пия IX графский титул, не признанный за ними в России. Род П. внесен в VI часть родословной книги Гродненской губернии.

Пуссен, Гаспар

(Poussin) — прозвище, под которым известен французский пейзажист Г. Дюге (Dughet, 1613 — 1675), шурин, ученик и подражатель Никола П. Родился в Риме, где и провел всю свою жизнь. Пользовался в свое время громкой известностью и писал идиллические картины на мотивы, заимствованные преимущественно из римской Кампаньи. Его произведения, отличающиеся вообще теплотой и прозрачностью тонов, красивостью линий и величавой группировкой планов, встречаются во многих коллекциях, главным же образом в Англии и в галереях Дориа и Колонна в Риме. В Императорском Эрмитаже имеется пять картин этого художника: два пейзажа (№№ 1423 и 1424), "Гористый итальянский вид" (№ 1425), "Водопад" (№ 1426) и "Лес" (№ 1427).

А. А. С—в.

Пуссен, Никола

(Poussin, 1594 — 1665) — знаменитый французский исторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, П. отправился в Италию и близко сошелся в Риме с поэтом Марини, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали П. обильный материал для его композиций. После смерти Марини, П. оказался в Риме безо всякой поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашел себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого были написаны им "Семь таинств". Благодаря серии этих превосходных картин, П. в 1639 г. был приглашен кардиналом Ришелье в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца. В Париже П. имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 г., П. покинул Париж и возвратился в Рим, где и жил до самой своей смерти.

П. был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый "героический пейзаж", который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, П. обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Ему принадлежит та заслуга, что благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному. К лучшим историческим картинам П., из которых большая часть хранится в Луврском музее, в Париже, должны быть отнесены: "Всемирный потоп", "Германик", "Взятие Иерусалима", "Тайная вечеря", "Ревекка", "Жена-блудница", "Моисей младенец", "Поклонение золотому тельцу", "Иоанн Креститель, крестящий в пустыне" и "Аркадские пастухи". Императорский Эрмитаж обладает 21-м произведением этого мастера; из них наиболее любопытны: "Моисей, источающий воду из камня" (№ 1394), "Эсфирь перед Артаксерксом" (№ 1397), "Триумф Нептуна и Амфритриты" (№ 1400), "Воздержанность Сципиона" (№ 1406), "Танкред и Эрминия" (№ 1408) и два исторических пейзажа (№№ 1413 и 14 1 4). С картин П. гравировали: Шато, Пуайльи, Одран, Пеен и Клодина Стелла.

См. Cambry, "Essai sur la vie et les ouvrages du Poussin" (П., VII); Gaul de St-Germain, "Vie de N. Poussin, consider é comme chef de l'école franç aise" (П., 1806); H. Bouchit, "N. Poussin sa vie et son oeuvre, suivi d'une notice sur la vie et les ouvrages de Ph. de Champagne et de Champagne le neveu" (П., 1858); Poillon, "Nicolas Poussin, é tude biographique" (2 изд., Лилль, 1875).

Пуста

(мадьярск. Puszta) — обширные безлесные, покрытые то травой, то вереском степные пространства в низменной части Венгрии (так называемая Alf ö ld — равнина). Эта ровная степь местами прерывается то совершенно бесплодными песчаными пространствами, представляющими настоящее подобие пустыни, то как бы оазисами хорошей плодородной почвы. Эти последние части образовались, как предполагают, на месте разрушенных татарами и турками некогда цветущих деревень и городов. Еще недавно в П. населенные пункты были редкостью: только там и сям виднелись степные корчмы (мадьярск. cs à rda), куда собирались пастухи и табунщики, да знаменитые когда-то удальцы-бетьяры (мадьярск. betyar — молодец, щеголь, удалец, а также разбойник). По П. круглый год бродили громадные стада, табуны и отары крупного и мелкого скота, под присмотром полудиких пастухов. Эти пастухи, по роду скота, делятся на классы; каждый класс имеет свое название и особый характер. Так, степные свинопасы отличаются хищническими наклонностями, пастухи крупного рогатого скота — солидностью и угрюмостью, табунщики — отвагой и удалью, овечьи пастухи — мягким и тихим характером. Удалой чикош (табунщик) нередко является героем народных сказаний и песен, а иногда и литературных произведений. Прежняя П., напоминавшая наше русское "раздолье — чисто поле", мила мадьярскому сердцу; она манила его своим привольем. Петэфи (см.) посвятил ей немало восторженных строк. Теперь вид П. значительно изменился. С развитием сельского хозяйства степные пространства стали обрабатываться: явились образцовые хозяйства, обширные поля пшеницы и кукурузы, древесные насаждения. После проведения железной дороги степь совершенно ожила: повсюду видны жилые дома, хутора, конские заводы; появились селения, как бы колонии из близлежащих городов, с виллами богатых горожан, школами и паровыми мельницами. На все такие населенные пункты было перенесено название П., так что теперь в Венгрии под словом П. разумеют вообще небольшой поселок, в степи, недалеко от города, к которому он приписан. В Венгрии насчитывается (1893 г.) 18409 таких П.; из них 2478 приходятся на Хорватию и Славонию.

Пустарнаков

(Павел Петрович) — известный скрипач-виртуоз (1861 — 1891). Учился в петербургской консерватории и у профессора Ауэра; был первым скрипачом в балете и в русском квартете.

Пустая

— река на западном берегу Камчатки, в северной части полуострова, впадает в Пенжинскую губу, вытекает из западного склона Камчатских гор. Длина до 70 верст. Недалеко от устья, в горе, каменный уголь с колчеданом.

Пустая порода

— см. Руды и их обработка.

Пустая Ржева

— село Псковской губернии, Новоржевского уезда; до 1777 г. было уездным городом.

Пустельга

(Tinnunculus alaudarius) — небольшая хищная птица из семейства соколиных (Falconidae) ростом немного больше кобчика. От настоящих соколов П. отличается более короткими, слегка вздутыми пальцами и сравнительно более длинным хвостом, до конца которого не достигают крылья. Их когти и клюв, снабженный большим острым зубовидным выступом по краю надклювья, устроены так же, как у соколов. П., как большинство соколов, окрашена очень пестро. Обыкновенно основной цвет головы и шеи самца — пепельно-серый, также как и нижней части спины и рулевых перьев хвоста. Основной цвет остальных перьев, а также лоб, брови и горло самца — более или менее рыжего цвета, с часто сильным серым или голубовато-серым налетом. Хвост на конце рыжеватый или беловатый, с широкой черной поперечной полосой перед концом. Маховые перья бурые. Восковица и ноги — желтые. Когти черные. Самка окрашена бледнее, причем общий цвет ее более рыжий; хвост тоже не серого, а темно-рыжего цвета. Рыжий цвет молодых птиц светлее, чем у взрослых. П. — очень подвижная птица. Большую часть дня она летает невысоко над землей, отыскивая пищу. Временами она останавливается в воздухе, характерно распустив свой хвост и быстро махая крыльями (отсюда местное название ее "трясучка"). Пища ее состоит главным образом из насекомых и мелких грызунов, а также птенцов мелких птиц. За взрослыми пташками она не охотится. Гнезда устраиваются в самых различных местах, обыкновенно на деревьях или под крышами старых домов и колоколен, часто в сорочьих гнездах, а иногда и прямо в земле, в расселинах, по краям обрывов и оврагов. Кладка (в апреле или в мае) состоит обыкновенно из 6 яиц, густо покрытых ржавыми пятнами. П. очень широко распространена. В центральной Европейской России на полях и лугах это самая обыкновенная птица. Она живет повсеместно в Европе, кроме крайнего севера, в большей части Азии и северной Африке. На юге П. — оседлая птица, в северных и умеренных странах — перелетная. В южных степях вместе с обыкновенной П. живет степная П. (Т. cenchris), отличающаяся на первый взгляд от обыкновенной — белыми когтями и однообразным кирпично-рыжим цветом спины.

Ю. Вагнер.

П. некогда считалась в числе ловчих птиц (см.). В охоте Людовика XIII ее вынашивали на летучих мышей.

Пустерская долина

(Pusterthal) — одна из значительных продольных долин в Восточных Альпах; отделяет центральный пояс Восточных Альп от их южного пояса и ограничивается на севере — Циллертальскими Альпами и высокими Тауернскими, на юге — Доломитовыми Альпами южного Тироля и Карнийскими Альпами. Западная (нижняя) часть П. долины орошается рекой Линц, впадающей в Эйзак, восточная (верхняя) — рекой Дравой. Границу и водораздел обеих частей образует Тоблахское поле — плоская возвышенность в 1204 м. высотой. К П. долине прилегает много побочных долин, уходящих далеко в горы. Так как П. долина представляет самый удобный проход из древнего Норика (Noricum) в самое сердце Ретийских Альпов, то здесь еще в римское время была проложена дорога и расположены поселения. После великого переселения народов особенную силу в этих местах получают Баюварские герцоги; при Карле Великом страна попадает под власть Гауграфов (ср. Mairhofer, "Pusterthal unter den Gaugrafen, 860—1150", Бриксен, 1862); позже она достается графам Андекским и Тирольским, потом наследникам их, графам Герцским (G ö rz); когда род последних, в 1500 г., вымер, П. долина перешла в собственность Австрии. Население ее занимается преимущественно скотоводством.

Ср. Rabl, "Illustrierter F ührer durch das Pusterthal" (В., 1882); No ë, "Kä rntner Pusterthalbahn" (Цюрих, 1883).

Пусткухен

(Johann-Friedrich-Wilhelm Pustkuchen-Glanzow) — немецкий беллетрист и педагог (1793 — 1834); обратил на себя общее внимание своим продолжением к Гётевскому "Wilhelm Meisters Lehrjahre". Как и другие произведения его — "Wilhelm Meisters Wanderjahre" (Кведлинбург, 1821—22), "Wilhelm Meisters Tagebuch" (Лейпциг, 1821), "Gedanken einer frommen Gr ä fin" (Кведлинбург, 1822), "Wilhelm Meisters Meisterjahre" (там же, 1824) — оно представляет собой не что иное, как невысокого свойства пародию и пасквиль на Гёте.

Ср. Immermann, "Brief an einen Freund ü ber die falschen Wanderjahre" (Мюнстер, 1823).

Предыдущая страница Следующая страница