Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 8, Пан)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 8, Пан)

Предыдущая страница Следующая страница

Панлогизм

(греч.) — мировоззрение, с особой последовательностью проведенное Гегелем, принимающее, что действительность представляет собой мир воплотившихся идей, и потому логические законы являются не только законами нашего мышления, но вместе с тем и основными законами действительности, в которой все определяется логической необходимостью. Ср. Рационализм.

Панмиксия

— термин, введенный Роменсом (Romanes) для обозначения процесса скрещивания особей, обладающих данным признаком с особями, этим признаком не обладающими, в результате чего получается ослабление данного признака.

В. М. Ш.

Панн Антон

(Раnn) — румынский писатель (1794 — 1854); был певчим, музыкантом, типографом, книгоиздателем, собирал материалы по рум. фольклору, писал композиции для церк. хора. См. G. Teodorescu, "Viata si activitatea luĭ Anton P." (Бухарест, 1893).

Паннарц Арнольд

(Pannartz) — немецкий типограф XV в., который с Конрадом Швейнгеймом был призван немецкими монахами в монастырь Субиако, близ Рима, и положил начало книгопечатанию в Италии. В 1467 г. он был призван в Рим для типографского дела. Из его типографии вышли изящно изданные, древнеклассические произведения.

Паннеи-эри,

анабас (Anabas scandens) — см. Лабиринтовые рыбы.

Паннемакер Этьен

(Pannemaker) — французский гравер на дереве, род. в 1847 г., в Брюсселе, образование получил в национальной рисовальной школе в Париже и, поселившись в этом городе, работал сначала один, а потом завел целую школу ксилографов, из которой вышли многие искусные художники. Впервые он сделался известен публике гравюрами "Les violettes", с картины Дюбюфа, и "Гандеея" (из "Дон-Жуана" Байрона). За этими произведениями следовали его многочисленные гравюры с Тульмуша, де Ниттиса, Фирмена Жирара и др. французских живописцев. Политипажи, исполненные им самим или под его руководством, помещались в различных иллюстрированных книгах и периодических изданиях преимущественно в "L'Illustration". Лучшими ксилографиями П., сверх вышеупомянутых, могут считаться: "Купальщица", с Перро, "Как холодно!", с де Ниттиса, "Mademoiselle Sabine", с Каролюса Дюрана, и несколько портретов.

А. Св.

Паннемакер Этьен (дополнение к статье)

(Раnnеmаkеr) — французский гравер на дереве: ум. в1900 г.

Паннеты

— так наз. бедные миряне, которых германский император снабжал грамотой о пропитании и призрении (litterae panis, vitalitium, Alimoniae); грамотой этой они приписывались к какому-нибудь духовному учреждению на всю жизнь или на некоторый период времени. На П. не лежало никаких обязанностей по отношению к призревавшему их учреждению. В середине XVIII в. фактически прекратился этот институт.

Панно

(франц. panneau) — в архитектуре гладкая, плоская или криволинейная поверхность на стене, двери, потолке или другой части во внутренности или наружности здания, обрамленная простым лепным бордюром или более сложным скульптурным орнаментом. Само поле П. нередко бывает украшено каким-либо барельефным изображением (скульптурное П.) или живописной работой, иногда даже целой картиной (живописное П.).

Паннония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паннотипия

— один из способов получения прямого позитивного изображения (не прибегая к посредству негатива), заявленный в 1853 г. фирмой Вульф и Ко в парижскую Акад. наук. Обыкновенное стекло покрывается чувствительным слоем коллодионной эмульсии такого же состава, как и при ферротипном способе фотографирования (см. Ферротипия). Затем пластинка экспонируется и проявляется так же, как при вышеупомянутом способе. Погружением пластинки на 1—2 минуты в слаборазведенную уксусную кислоту (1 на 6) слой размягчается и, если теперь надрезать его по краям, то он легко может быть перенесен на любую поверхность. Вульф рекомендовал подготовить полотно, покрыв его слоем воска, смешанного с угольным порошком, и плотно приложив к нему изображение, перенести его таким образом со стекла на черный фон воскового слоя. Покрывая воском кожу, черную бумагу или жесть, можно подобным же способом перенести на них снятое изображениe и получить довольно эффектный фотографический снимок.

В. М.

Панов Иван Степанович

— один из лучших русских рисовальщиков иллюстраций, род. в 1844 г. Учился сперва в уездном училище и в мастерской плохого иконописца, послъ чего посещал в СПб. рисовальную школу для приходящих ведомства министерства финансов (что ныне рисовальная школа Общества поощрения художеств) и, наконец, классы Имп. акд. худ. (1862—72 гг.), от которой получил малую поощрительную медаль и, в 1873 г., звание неклассного художника. Им сочинено большое количество иллюстраций для разных книг и журналов, рисунков для обеденных меню, дипломов и адресов, проектов театральных костюмов и пр. Особенно хороши его рисунки и виньетки, украшающие собой сборник стихотворений, изданный П. Полевым, под заглавием: "Родные отголоски". Некоторое время был преподавателем рисования в вышеупомянутой школе Общества поощрения художеств и занимался гравированием а l'еаu forte. Ум. в СПб., в 1 885 г.

Панов Иоанн Ильич

(род. 1844 г.) — протоиерей Владимирской церкви, в СПб. Образование получил в СПб. дух. акд. Написал: "Боссюэт и его проповеди" (СПб., 1888 — магист. дисс.), "Памяти почившего Государя Императора Александра II" (СПб., 1882), "В пользу голодающих" (ib., 1891), "О подражании Богоматери" (ib., 1893), "Долг христианина в отношении к своей вере" (против штундистов, ib., 1893), "Праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня" (ib., 1893), "Приготовление христианина к вечности" (2 изд., ib., 1893) и др.

Пановский Николай Михайлович

— писатель (1797—1872). По окончании Московского унив. служил в гусарах, потом долго жил в Варшаве при Паскевиче; последние 20 лет провел в Москве, принимая деятельное участие в "Московских Ведомостях". В "Москвитянине" 50-х гг. он составлял фельетоны из заграничной жизни, обратившие на себя внимание живостью и занимательностью изложения. Участвовал также в "Нашем Времени" Н. Ф. Павлова, в "Современной Летописи" (о музыке и театре) и в "Вестнике Московской Политехнической Выставки". Наиболее крупное его произведение — "Могила двух братьев" (большая повесть, напечатанная в "Русском Вестнике"). Свои мелкие рассказы он большей частью подписывал псевдонимом Вдвоем. Известен был как каламбурист и остряк. Ср. "Русский Мир" (1872, № 237).

В. Р—в.

Пановы-Кусты

— с. Тамбовской губ. и уезда. Жителей 2768, дворов 319, школа, 4 лавки, ярмарка.

Паноплия

(Πανοπλία) — полное вооружениe греческого гоплита, состоявшее из поножей, лат, с внутренним и наружным поясом, меча, висевшего на левом боку, круглого щита, шлема и копья.

Паноптикум

(Panopticum) — собрание различных инструментов или вообще предметов для наглядного обучения. П. называют часто собрания и музеи восковых фигур, исторического и этнографического значения. Особенно известен берлинский П.

Панорама

— большая декорация, имеющая форму полого цилиндра, в средине которого помещаются зрители, или же обыкновенную форму картины (см. Диорама). Первая П. больших размеров была устроена в 1787 г. в Эдинбурге, но придумана была ранее того Брейсигом в Данциге. П., устроенные в двадцатых годах в Париже, имели 32 и 35 м в поперечнике, а в 1839 г. там же выстроена П., имеющая 42 м в поперечнике. В Германии после войны (1870—71) с французами были устроены патриотические П., изображавшие сражения, между которыми битву под Седаном писали Вернер и Брахт. Фрацузские художники Детайль и Невилль также писали батальные П. В Вене в 1892 г. сгорела П., изображавшая Иерусалим с распятием И. Христа. От П. произошли диорама, неорама, мириорама, косморама и т. п. В космограме небольшие картины представляются увеличенными при рассматривании сквозь оптические стекла.

Панормита Антонио Беккаделли

(Antonio-Beccadelli Panormita) — один из выдающихся итальянских гуманистов XV ст. (1394—1497). От миланского герц. Висконти он получал пенсию; из рук имп. Сигизмунда получил венок за сборник эпиграмм "Hermaphroditus" (1432). Кроме того он написал: "De dictis et factis regis Alfonsi" (lib. V, Пиза, 1485), "Epistolae familiares ac campanae" (Неап.), "Epistolarum libri V" (Венеция, 1553), "Quinque illustrium poetarum lusus in Venerem" (П., 1791), "Carmina illustrium poetarum italorum" и др.

Панормов Алексей Александрович

— профессор Казанского унив., родился в 1859 г. По окончании курса в самарской духовной семинарии в 1877 г. поступил на медицинский факультет Казанского унив. С 1882 по 1886 г. состоял ординатором клиники внутренних болезней. В 1886 г. получил степень доктора медицины и поступил лаборантом в медико-химическую лабораторию. В 1888 г. получил звание приват-доцента по внутренним болезням; в 1894 г. назначен экстраординарным профессором по кафедре медицинской химии. Напечатал: "К учению о локализациях в головном мозгу" ("Врач", 1886), "Examen chimique et anatomo-pathologique de quelques organes d'un diabé tique" ("Arch. Slav. de Biologie", 1886), "О количественном определении гликогена и посмертном образовании сахара в печени" ("Труды Общ. Естеств. при Каз. Унив.", т. XVI, 1886), "К физиологии мышечного гликогена" (ib., 119), "Находится ли у диабетиков сахар в слюне, желудочном соке и поте" ("Врач", 1890), "Доказано ли, что виноградный сахар — постоянная составная часть нормальной мочи" (ib., 1890), "О виде сахара, образующегося в желудке из крахмала" (i b., 1890), "Характер ферментации в печени" ("Еженедельная клиническая газета Боткина", 1888), "Бензоилирование некоторых углеводов и спиртов" ("Журнал Русского Физико-Химического Общества", 1891), "О сахаре в мышцах" ("Медицинское Обозрение", 1892), "Ueber den Zucker in der Muskeln" ("Zeitschr. f. phys. Chemie", т. XVII), "Определение удельного вращения по способу проф. Канонникова" ("Журнал Русского Физико-Химического Общества", т. XXVI), "О составе белка куриных яиц" (ib., т. XXVIII), "О некоторых свойствах одного из альбуминов белка голубиных яиц" (ib., т. XXIX) и нек. др.

Панормус

— древнее название Палермо (см.).

Панорпа

(Panorpa) — род насекомых из отряда сетчатокрылых (Neuroptera), семейства панорповых (Panorpidae). Признаки семейства: вертикальная вытянутая книзу в виде хоботка голова, длинные нитевидные или щетинковидные усики, сросшиеся с нижней губой нижние челюсти, узкие крылья с немногочисленными поперечными жилками (иногда крыльев нет), длинные ноги с 5-члениковыми лапками. Личинки с короткими 4-члениковыми усиками, грудными и брюшными ногами, живут в земле, окукляются здесь же, не делая кокона. Взрослые насекомые хищны. Водятся во всех частях света. У рода П. (Раnorpa) на голове 3 глазка; первый членик груди очень мал; крылья почти одинаковые, в покое лежащие горизонтально, расходясь задними концами; брюшко конусообразное, у самки заостренное на конце, у самца последние три членика брюшка загнуты кверху и последний сильно вздут и оканчивается клешневидным органом совокупления. П. питаются насекомыми, от врагов защищаются выпуская неприятно пахнущую жидкость. Личинки живут в земле, питаясь разлагающимися веществами; голова их несет короткие усики, два глаза и сильно развитые ротовые органы, членики тела довольно толстые, выпуклые, снабжены бородавками, несущими волоски, на первых трех члениках находятся роговые грудные ножки, на следующих — 8 пар мясистых небольших брюшных ножек, на 1-м членике и на члениках с 4 по 11-й находятся по пapе дыхалец; общий вид личинки похож на гусениц бабочек. Окукление происходит в полости в земле. Р. communis L. — обыкновенная П. или скорпионница (Scorpionfliege — по форме брюшка самца) буро-черного цвета с желтыми ногами и частью груди, с красноватым хоботком и концом брюшка самца; на крыльях черные пятна, длиной 13—15 мм, в размахе крыльев до 30 мм. Водится почти во всей Европе и России, обыкновенно на кустах и деревьях. Самка кладет яйца в землю, через 8 дней выходят личинки, которые в месяц достигают полного роста и затем зарываются глубже, делая полость для окукления, здесь они лежат от 10 дней до 2 недель, затем окукляются и через 2 недели превращаются во взрослое насекомое. В течение лета могут развиться два поколения, из которых последнее зимует в стадии личинки или куколки. К этому же семейству относится живущий на снегу ледничник (Boreus).

H. Кн.

Панофка Теодор

(Panofka) — немецкий археолог, род. в Бреславле, в 1800 г., ум. в Берлине; в 1858 г. Получив филологическое образование в Бреславльском университете, провел четыре года в путешествии по Италии и Сицилии; позже снова отправился в Италию, где управлял раскопками в Ноле и участвовал в учреждении немецкого археологического института в Риме. По возвращении, в 1836 г., был избран в академики Берлинской академии наук и в 1843 г. получил кафедру археологии в Берлинском унив., которую и занимал до конца своей жизни. Из многочисленных сочинений П. выделяются "Napels antike Werke" вместе с Э. Гергадтом; Штутг., 1828), "Recherches sur les noms des vases grecs" (Пар., 1829), "Mus é e Blacas" (Пар., 1830—1831), "Cabinet du camte de Pourtalè s" (Париж, 1834), "Bilder autiken Lebens" (Б., 1843), "Griechinnen und Griechen, nach Antlken skizziert" (Б., 1844). Много мелких статей П. помещено в изданиях берлинской Акад. наук.

Панофтальмит

(мед.) — гнойное воспаление всех частей глаза, обусловливается в большинстве случаев инфекцией при различных повреждениях глаза или является одним из проявлений гноекровия. Веки отекают до трудности насильственного раскрывания их, соединительная оболочка глаза краснеет и отекает, роговица и водянистая влага мутнеют, на дне передней камеры глаза осаждается гной (гипопион), радужная оболочка сильно воспаляется, позади хрусталика образуется также выпот. Вместе с этим появляются сильные боли в глазу и по окружности его, нередко наступают лихорадочные явления. Зрение совсем погибает, глаз выпячивается, к ужасным болям присоединяются световые ощущения (фотопсия), сильная лихорадка и нередко рвота. Эти явления держатся, пока выпот не прорвется наружу через передний отдел склеры и гнойное содержимое глазного яблока медленно вытекает, после чего боли вскоре стихают. Глаз сморщивается и превращается в маленькую культу (через 6—8 недель). Воспалительный процесс по ходу зрительного нерва может перейти на мозговые оболочки и вызвать смертельный менингит. С целью сократить течение П. применяются кроме разреза склеры вылущение глаза и срезываниe переднего отдела его с удалением содержимого острой ложечкой.

А.

Панроти

— город в Британской Индии, станция жел. дор. из Мадраса в Тричинополи. Значительный рынок. Жителей 20170.

Пансерон Огюст-Матье

(Auguste-Mathieu Panseron) — французский композитор (1796—1859), занимался музыкой у отца, профессора музыки, который оркестровал некоторые произведения Гретри; затем был учеником Госсека в парижской консерватории, которую окончил в 1813 г., получив первый приз за кантату "Herminie". Отправившись в Италию, Пансерон занимался некоторое время у Маттеи. Старательно изучая стиль старинной итальянской школы, П. приобрел большое мастерство в искусстве писать для голосов. Пробыв долгое время в Риме и Неаполе, П. отправился в Германию и пользовался советами Салиери в Вене. В 1817 г. в Эйзенштате у кн. Эстергази получил место капельмейстера. Отсюда П. был приглашен в Петербург, где оставался недолго, и в 1818 г. вернулся в Париж. В 1824 г. получил место профессора пения в парижской консерватории. С 1820 до 1827 г. были поставлены на сценах парижских театров его три комические оперы: "La grille du parc", "Les deux cousines", "L' é cole de Rome". Европейскую известность П. дали его романсы, в числе более 300; между ними особенно замечательны: баллада "Le songe de Tartine" и "La f ê te de la madonne". Пансерон составил несколько руководств для изучения пения и несколько сборников сольфеджио: "Cinquante leçons de solfége", "Méthode de vocalisation en deux parties pour soprano ou té nor", "Methode de vocalisation en deux parties pour basse, baryton et contralto", и пр.

Н. С.

Пансион войсковой

войсковой астраханского казачьего войска — учрежден в гор. Астрахани: для 30 войсковых пансионеров, обучающихся в местных гимназии и реальном училище.

Пансион для детей офицеров и чиновников

приготовительный для детей офицеров и чиновников сибирского казачьего войска — военно-учебное заведение, учрежденное в Омске для приготовления к поступлению в 1-й класс сибирского кадетского корпуса. Состоит в ведении войскового казачьего атамана названного войска; ближайшее заведывание поручается смотрителю и двум помощникам его. Комплект воспитанников: 10 казеннокоштных и 25 своекоштных, за плату по 200 руб. в год; из числа своекоштных, 15 вакансий предоставляется детям лиц всех сословий, также и почетных киргизов. В П. принимаются дети от 9 до 11 лет. Курс учения — 1 год, после чего воспитанники держат конкурсный на общих основаниях, экзамен в 1-й класс корпуса. См. Св. воен. пост., кн. XV, прилож, к ст. 1001.

К.-К.

Пансион приготовительный Николаевского кавалерийского училища

— В 1864 г., с упразднением школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров из двух старших ее классов было образовано Николаевское кавалерийское училище, а два младшие были соединены с частным учебным заведением А. В. Шакеева и вместе с ним образовали приготовительный П., который хотя и имел отдельного начальника, но находился под непосредственным наблюдением начальника Николаевского кавалерийского училища и помещался в одном с училищем здании. П. имел 4 класса, соответствовавших четырем старшим классам военных гимназий; комплекта — 100 своекоштных воспитанников. По имени первого своего начальника П. весьма долго назывался "Шакеевским". В 1878 г. П. был преобразован в самостоятельное учебное заведение с правами военных гимназий, и переведен в отдельное помещение (на Офицерской ул.), но название его изменено не было. В 1882 г. он переименован в Николаевский кадетский корпус (см.).

К.-К.

Пансионблагородный

— см. Московский университет.

Пансионы

— или интернаты (см.), учреждаемые при гимназиях или прогимназиях, находятся под непосредственным управлением местного начальства гимназии или прогимназии. В состав П. входят: пансионеры, находящиеся на полном содержании, и полупансионеры, пользующиеся только обеденным столом. Воспитанники П. посещают классы гимназии или прогимназии и подчиняются относительно приемных испытаний и перевода в высшие классы и вообще порядка ученья правилам общим для всех учеников. Постоянный нравственный надзор за воспитанниками П. и руководство их в занятиях вверяется особым воспитателям (Уст. учебн. учр. и учебн. зав., т. XI, ч. 3, изд. 18 9 3 г., ст. 1547—78). Особые правила установлены для П.-приютов Имп. Александра II в городах Курске и Калуге, Петровско-Александровского в Москве и Александровско-Саратовского. Под частными П. разумеются те частные учебные заведения, которые служат, выражаясь словами закона, не только для преподавания учения, но вместе с тем и для содержания и вообще для воспитания учеников.

Панславизм

— см. Славянство.

Пансофий

— святой мученик, сын проконсула александрийского, Нила. По смерти отца П. роздал свое имение и удалился в пустыню, где прожил 27 лет. В гонение Деция П. был представлен августалу (префекту) Александры и за обличение языческих заблуждений был избит прутьями. Память 15 января.

Панталеон

— музыкальный ннструмент, напоминающий гусли. Изобретателем его считается Pantaleon Hebenstreit (в конце XVII ст.). Pantaleon — изобретенное Шретером фортепиано, в котором молотки ударяли по струнам сверху, а также название фортепиано, корпусом в виде флюгеля.

Панталоне

1) — один из самых любимых типов народной, устной итальянской комедии и фарса. Как вообще нар. комедия в Италии была наследницей искусства древнеримских "ателланов", так, в частности, П. — латинск. Pappus в новом освещении. Чисто народный театр передал затем этот тип более обработанной комедии. 2) Один из 4-х главных персонажей так наз. "commedia dell'arte" (XV,824). Первый ввел эту "маску" драматург Ruzzante в XVI в. П. стали изображать в виде старого купца из Венеции, скупого, трусливого, часто одурачиваемого; он еще не прочь от любовных приключений; иногда он является отцом 2-х дочерей, которых тщетно старается держать в повиновении и прятать от людей. Костюм П. состоял из верхнего платья, так называемое "Zimarra" (в роде длинного халата), черного цвета, и нижнего, которое сначала было красным, как и шапка на голове, а впоследствии также черным. П. фигурировал, иногда под другими названиями, во множестве пьес; за эту роль брались лучшие актеры. В конце XVI в. итальянские труппы, так наз. "Gelosi", познакомили с П. французскую публику, вскоре вызвав подражания; некоторые критики прямо называют мольеровских героев Арганта, Журдэна и др. литературными потомками П. Ср. L. Moland, "Moli ère et la comé die italienne", (Пар., 1867); Klein, "Geschichte des Drama's" (т. IV, Лпц., 1866); A. Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870); Ad. Bartoli, "Scenari inediti della commedia dell' arte" (Флоренция 1880).

Ю. В.

Пантано Эдоардо

(Pantano) — итальянский политический деятель. Род. в 1843 г. В 1862 и 1867 гг. участвовал в легионе Гарибальди. С 1886 г. депутат, в конце 1890-х гг. и в начале 1900-х гг. лидер республиканцев (вместе с Барцилаи); в 1899 — 1900 г. руководил парламентской обструкцией во время обсуждения проекта реакционного закона о печати и собраниях.

В. В. — в.

Пантеизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пантелеев Лонгин Феодорович

(род. в 1840 г.) — издатель целого ряда серьезных сочинений научного характера. В начале 60-х годов учился в СПб. унив. и за учаcтие в студенческих беспорядках был исключен из университета. В 1864 г. был арестован по прикосновенности к политическому процессу и в 1865 г. приговорен к ссылке в каторжные работы на 6 лет. Вернувшись в СПб. в 1876 г., пометил несколько рассказов из сибирской жизни в "Отеч. Записках" и "Вост. Обозрении". Статьи публицистического характера помещал в "Русских Ведомостях", "Вост. Обозрении" и др.

Пантелеевы

— дворянские роды. Один из них восходит к концу XV в. Терентий П. был думным дьяком в ближней царской думе (1588). Петр Михайлович П. был генерал-кригскомиссаром (1766). Николай Николаевич (1814—1874), штабс-ротмистр кавалергардского полка, оставил по духовному завещанию миллион рублей на выкуп крестьянских наделов Порховского уезда. Этот род П. внесен в VI часть родословной книги СПб. губ. (Гербовник II, 64). Другой род П. происходит от Степана Васильевича П., получившего от Лжeдимитpия грамоту на отцовские поместья (1605). Его потомство занесено в VI и III ч. род. кн. Астраханской губ. Есть еще несколько родов П., позднейшего происхождения.

Пантелеймон

или Пантолеон — св., великомученик, родился в Никомидии, учился врачебному искусству у знаменитого в то время врача Евфросина. Приняв крещение от пресвитера Ермолая, П. обратил и своего отца, Евсторгия, когда исцелил слепого, который почти все имение свое растратил на лечение. Сделавшись после смерти отца наследником богатого имения, П. стал помогать бедным, вдовам и сиротам и безмездно лечил больных. Народ стал обращаться к П., и это возбудило зависть в других врачах. Наблюдая за его действиями, они узнали, что П. действует именем Христа и распространяет веру Христову, и донесли имп. Максимиану. П. был подвергнут жесточайшим пыткам: ему строгали тело железными гвоздями, сажали его в котел с расплавленным оловом, бросали в воду с камнем на шее, отдавали на растерзание зверям, но П. оставался невредимым. Император присудил его к казни мечом, совершенной в 305 г. П. у западных христиан почитается помощником врачей, у нас же призывается в особенную молитвенную помощь при елеосвящении, в молитве за немощного и неспящего; и при освящении воды. Память — 27 июля.

Пантелеймонов м-рь на Афоне

— мужской общежительный м-рь на Афоне — см. Афон.

Пантелеймонов м-рь Новгородской губ.

— мужской общежительный м-рь Новгородской губ. и у., приписанный к Юрьеву м-рю (с 1764 г.). Упоминается под 1136 г., затем под 1207 г., когда "Феодор Пинещинич поставил црк. св. Пантелеймона".

Пантелеймоновцы

— секта, появившаяся в Болгарии в 60-х годах; основателем ее был монах Пантелеймон. Он стал учить, что каждый христианин может причащаться каждый день, что для совершения и принятия этого таинства не следует приготовлять себя ни молитвой, ни постом, ни покаянием, что все церковные службы, в том числе и литургия, могут быть совершаемы и в домах, что всякий истинный христианин, если он женат, должен развестись со своей женой и пр. Пантелеймон выслан был на Афон, но в 1863 г. снова явился в Адрианополь, где нашел себе noследователей. По распоряжению адрианопольского митрополита Кирилла, Пантелеймон отправлен был под стражей в Константинополь; оправданный турецким правительством, он возвратился на родину и поселился близ Адрианополя, в с. Соуджане, где жили униаты. Здесь он построил монастырь, собрав около себя до 60 болгарских семейств. В 1868 г. адрианопольский митроп. Кирилл обратил к православию многих болгар-униатов, живших в Соуджане. По смерти Пантелеймона (1868) монастырь его наполнился католиками, а в 1869 г. все обитатели м-ря (числом до 200) оставили унию и приняли православие. См. прот. К. Добронравин, "Очерк истории славянских церквей" (СПб., 1873).

Пантелизм

или этелизм (от греческого έθέλω — хочу) — учение, видящее в воле основную силу души, в противоположность интеллектуализму, видящему сущность души в разуме. Этелизм и интеллектуализм представляют собой два главнейших направления идеалистической философии; первый видит в воле не только сущность душевной жизни, но и основу мировых процессов, второй подобное значение приписывает интеллекту. Первым защитником П. можно назвать Дунс Скота, утверждавшего, что voluntas superior est intellectus. В XIX в. к защитникам П. относится Шопенгауер; в известном отношении и Фихте старшего, и Шеллинга можно назвать пантелистами. Интеллектуализм господствовал в греческой философии и в догматической философии XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Э. Р.

Пантеллерит

— изверженная горная порода с о-ва Pantelleria (на ЮЗ от Сицилии), примыкающая по составу к натровым липаритам. Полевошпатовый минерал представлен в этой породе по преимуществу анортоклазом.

Пантеллярия

— (Panteilaria или Раntellеria, в древности Коссира) — итальянский о-в в Средиземном мор, в 100 км к ЮЗ от Сицилии и 69 км от Тунисского берега; 82,93 кв. км, около 7,5 тыс. жит. О-в вулканического происхождения; преобладают трахиты; в средине возвышается бывший кратер (836 м над ур. моря); много горячих ключей. Почва плодородна; вино, маслина, южные фрукты и пшеница. Население говорит на смешанном итальянско-арабском языке. Главный гор. Пантелляриа, с гаванью, в которую в 1894 г. вошло 430 судов с 73390 тонн вместимости. П. принадлежал карфагенянам, римлянам, в средние века сарацинам, от которых он был отнят Рожером Сицилийским. В 1891 г. подводным вулканическим извержением образовался ок. П. небольшой о-в.

Пантен

— христианский богослов 2-й половины II в. (ум. в 203 г.), родом по одним — афинянин, по другим — сицилиец; прежде принятия христианства принадлежал к стоикам. С 179 г. П. преподавал в Александрийском огласительном училище и стоял во главе его до 190 г., когда его заменил его ученик Климент. По Евсевию, он предпринимал миссионерское путешествие в Индию и южную Аравию. Его многочисленные сочинения потеряны. В эклогах Феодота упоминается лишь о его толковании на 18-й псалом, а у Анастасия Синаита — об объяснении им шести дней творения. Найденные отрывки из его сочинений собраны и изданы Галлуа. По выражению Иеронима, он, служил церкви более изустным словом, чем пером. Новейшие исследования приписывают П. обоснование того направления, которым характеризуется александрийская школа во все время своего существования — стремления утилизировать философию для богословия и установить солидарность между религиозным учением и научным знанием. Курс его в огласительном училище состоял главным образом из толкования Св. Писания и изложения догматов. Во время его управления училищем там преподавалась философия стоическая, эпикурейская, пифагоровская, платоническая и скептическая. См. В. Дмитровского, "Александрийская школа" (Казань, 1884), и "Die Kirche der Thomaschristen" (1877, стр. 48—66).

Пантениус Теодор-Герман

(Pantenius) — нем. писатель. Род. в 1843 г. в Митаве, изучал богословие в Берлине, редактировал в Риге "Baltische Monatsschrift". Живет теперь в Берлине, где состоит главным редактором журналов "Daheim" и "Velhagen und Klasings neue Monatshefte". П. — один из выдающихся балтийских беллетристов. Его роман "Allein und frei" (2 изд. 1875) отличается здоровым реализмом и меткой характеристикой действующих лиц. Представляют интерес и другие его романы, рисующие жизнь в Прибалтийском крае: "Wilhelm Wolfschild" (2 изд., 1873), "Im Gottesl ä ndchen", "Das rote Gold", "Die von Kelles" и сборник повестей: "Kurlandische Geschichten".

Пантеон (храмы)

(собств. Пантейон) — в древности храмы, посвященные всем богам.

Пантеон (храмы)

Внутренность в древности, по реставрации Адлера (Разрез). — План. — Внутренность в настоящее время.

Наибольшей известностью пользуется римский, сооруженный в 25 или 27 г. до Р. Хр. Марком Агриппой, на Марсовом поле, близ им же построенных терм. Он был посвящен божествам рода Юлиев, статуи которых, например Марса и Венеры, стояли внутри этого сооружения. После неоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молний, П. был реставрирован сперва имп. Домицианом и Адрианом, затем, в 202 г. по Р. Хр., Септимием Севером и его сыновьями. Об этой последней реставрации свидетельствует надпись над портиком храма, помещенная под надписью, высеченной Агриппой. В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен в церковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название S. Maria ad Martyres — церковь, которую вследствие ее круглой формы называют также С. Mapиa-Ротонда, или просто Ротондой. П. представляет собой круглое здание с портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным еще при Агриппе, предполагавшем поместить в нем свою собственную статую и статую Августа. Портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу, каждая в 4,5 м в окружности, с коринфскими беломраморными капителями превосходной работы). Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимся некогда украшавших его бронзовых фигур. Внутренность П. представляет круглое помещение в 43,5 м ширины и такой же вышины, покрытое полукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием 8,5 м в диаметре. В стенах устроены 8 ниш, в которых помещались статуи божеств; колонны, стоящие теперь в отверстиях этих ниш, относятся ко времени Домициана; они заменили собой другие колонны, находившиеся тут первоначально. Над архитравом идет представляющая собой продолжение цилиндра аттика, которая при одной из реставраций была расчленена пилястрами. Мраморная облицовка этих пилястров была удалена в 1774 г. Пол внутреннего помещения П. выложен порфиром и другими дорогими породами камня. Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, несмотря на то, что здание сильно пострадало вследствие хищнического отношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез в Константинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап. В 1881 и 1 8 82 г. вокруг П. были произведены раскопки, причем с задней его стороны открыты части сооружения, до того времени заслоненные позднейшими постройками, и обнаружен весь цоколь, скрывавшийся под новейшими наслоениями почвы. В П., в числе других знаменитых людей Италии, похоронен Рафаэль и первый король объединенной страны, Виктор-Эмануил II. Кроме римского П., знаменит также парижский. Он стоит на том месте, где некогда стояла церковь, посвященная покровительнице Парижа, св. Женевьеве. В 1764 г. Людовик XV заложил здесь колоссальное здание, которое и было возведено по планам архитектора Суффло. Парижский П. имеет в плане форму греческого равноконечного креста, над срединой которого высится купол на барабане. С западной стороны П. находится обширный портик, образуемый 22 калнелированными колоннами коринфского стиля в 20 м вышины. Ширина всего здания — 84 м, длина — 112 м. Внутренность П. представляет в средине, под куполом, круглое пространство, к которому примыкают четыре боковые крыла. Над куполом фонарь, обведенный решеткой, отсюда открывается великолепный вид на весь Париж. Вышина всего здания от пола до фонаря достигает до 90 м. Здание еще не было окончено постройкой, когда, в 1791 г., национальное собрание переименовало его в Panth é on Francais и определило ему быть хранилищем портретных статуй великих людей, тела которых погребались бы в подвальном этаже здания. При Наполеоне I П. снова был передан в духовное ведомство, причем, однако, удержал за собой значение усыпальницы выдающихся деятелей эпохи империи. В 1822 г., он был обращен в церковь св. Женевьевы. Июльская революция снова возвратила П. гражданский характер, который и оставался за ним до 1855 г. Наполеон III, декретом от 6 декабря 1855 года, отдал его опять религиозному культу. Наконец, 27 мая 1885 г., президент французской республики Греви, чтобы дать возможность похоронить в П. тело Виктора Гюго, снова обратил его в усыпальницу великих людей, не имеющую церковного характера. О. римском П. см. Адлера, "Das Pantheon zu Rom" (Б., 1871), и Ланчьяно, "Il Panteon e le terme di Agrippa" (в "Notizie degli scavi" за 1881 и 1882 гг.).

Пантеон иностранной словесности

— сборник, изданный в Москве, в 1798 г., Н. М. Карамзиным и составленный из переводных статей исторических, философских и беллетристических самого издателя. В 1818 г. вышло второе издание "Пантеона", тоже в 3 книжках.

Пантеон Литературы

— ежемесячный, а с 1891 г. трехмесячный, историко-литературный журнал, издавался с 1888 г. по 1895 г., в СПб. Редактор-издатель А. Чудинов, с 1891 г. издатель Ф. Трозинер, редактор А. Чудинов, с 1893 г. редактор-издатель Ф. Трозинер. Содержание журнала составляли: избранные и полные собрания произведений лучших писателей русских и иностранных (преимущественно), историко-литературные статьи и современная летопись. Таким обр. вошли в состав П.: сочин. В. П. Боткина, поэмы Оссиана, Калевала, "Песнь о Нибелунгах", "Трилогия " Бомарше, "Баян" — сборник произведений современных славянских поэтов, "Современная эстетика" Гюйо, "Персидские письма" Монтескье, стихотворения В. Гюго, А. Мюссе, Петрарки, Теннисона, Мильтона и др. Ряд статей историко-литературного характера принадлежит: В. Спасовичу, Н. Стороженко, А. Кирпичникову, А. Веселовскому, О. Миллеру, Л. Н. Майкову, Я. К. Гроту, Ф. И. Буслаеву, Цебриковой и др.

Пантеон российских авторов

— периодическое издание, выходившее тетрадями, состоящими из пяти гравированных портретов, с краткими биографиями изображенных лиц в Москве, в 1801—1802 г. Издатель П. П. Бекетов, составитель биографий — Н. М. Карамзин. Описана жизнь певца Баяна, Нестора, Никона, Арт. Матвеева, Софии Алексеевны, Симеона Полоцкого, Димитрия Туптало, Феофана Прокоповича, Антиоха Кантемира, В. Н. Татищева, В. К. Тредьяковского, С. Крашенинникова, М. В. Ломоносова и нек. др. В 3-м издании прибавлено несколько новых биографий.

Пантеон русской поэзии

— ежемесячный журнал, издававшийся Павлом Никольским в 1814 г., в СПб. Вышло 12 книжек в 6 частях. Содержание журнала составляли исключительно стихотворные произведения (оды, послания, сатиры, идиллии, басни, песни, романсы, эпиграммы и т. п.), принадлежавшие перу лучших тогдашних поэтов: Державина, Карамзина, Батюшкова, Гнедича, Дмитрова, Крылова, Княжнина, Нелединского-Мелецкого, Хемницера, Мерзлякова и второстепенных: Бенинского, Лобанова, Милонова, Востокова, Остолопова и др.

Пантеон славных рocсийских мужей

— периодическое издание, выходившее два раза в месяц, в СПб., в 1816 и 1818 г. 4 части. Издатели — А. Ф. Кропотов и П. П. Свиньин. Содержанием журнала служили: биографии "героев древности" и героев Екатерининской эпохи, "словесность, науки и художества, история, музыка, статьи для детей, политико-экономические и смесь". В первую и вторую части вошли биoграфии: Миниха, Ермака, гр. А. А. Мусина-Пушкина, Минина и Пожарского, гр. А. П. Орлова-Чесменского, патр. Филарета и Гермогена. В третьей и четвертой, кроме биографий Н. Я. Салтыкова (П. Свиньина), А. С. Матвеева и П. А. Румянцева (Б. Федорова) и гр. Милорадовича и Котляревского (Ф. Глинки), наиболее обширными являются "Воспоминания" П. Свиньина и статья Б. Федорова: "О суде над царевичем Алексеем Петровичем". Встречаются стихотворения В. Майкова, Яковлева и др.

Пантеон, журнал

— журнал, посвященный по преимуществу истории театра и драматической литературе. Выходил ежемесячно, в С.-Петербурге, под редакцией Ф. А. Кони, с 1840 г. Издатель И. П. Поляков. В виде приложения давались сначала небольшие пьесы комического содержания, с 1841 г. — пьесы "текущего репертуара". С 1842 г. "Пантеон" сливается с журналом Репертуар, выходившим в СПб. с 1839 г. (издатель И. П. Песоцкий). Соединенные журналы стали выходить под общим заголовком: Репертуар русского и Пантеон всех иностранных театров. Издателем был сначала один Песоцкий, а с XV тетради 1842 г. (в год 24 тетради) — Песоцкий вместе с Поляковым, под редакцией Ф. Булгарина; в 1843 г. редакция перешла к Межевичу, в 1846 г. (с VII тетради) ред.-изд. был один Песоцкий, в 1847 г. — редактор вновь Ф. Кони, до прекращения издания. С 1852 г. журнал теряет свой специальный характер, приближаясь все более к типу других русских журналов, соперничество с которыми ему было не под силу. В 1842 г. вышло 24 книги, в остальные годы по 12 книг; прекратился журнал на 7-й книге 1856 г. Указатель составлен Ю. Вогушевичем и Н. Бенардаки (вып. 4-й, СПб., 1858).

Ум.

Пантера

— см. Леопард.

Пантерные кошки

(Pardinа) — группа кошек, к которой относятся частью формы Старого, частью Нового Света, по преимуществу крупные, с круглым зрачком и сплошными или кольчатыми пятнами. Сюда причисляют, между прочим, леопарда, ирбиса, ягуара, оцелота.

Пантикапея

или Пантикапей (Παντικάπαιον или Παντικάπαια, ныне Керчь) — милетская колония, основанная в VI в. на Таврическом полуострове при Керченском прол. Город имел хорошую гавань и вел значительную торговлю: как столица Боспорского царства он назывался также Βόσπορος. При Юстиниане П. была обнесена новыми стенами. Ср. Латышев, "Краткий очерк истории Боспорского царства" (1893, Симферополь, № 16 "Известий таврической ученой архивной комиссии"). См Керчь.

Н. О.

Пантобиблион

— библиографический ежемесячный журнал, посвященный обзору всемирной технической литературы. Выходил в СПб. в нач. 1891 г.

Пантограф

— прибор для перечерчивания фигур в другом масштабе. Простейший, но совершенно непрактичный П., может быть устроен из резинового шнура, у которого точка О закреплена, в точке а укреплен карандаш, а в А штифт, которым ведут по контуру перечерчиваемой фигуры. Если, взявшись за свободный конец шнура, вести штифт по контуру, вытягивая сколько нужно шнур, то и карандаш а будет следовать за этим движением и притом так, что отношение расстояний АО и аО будет оставаться постоянным и линия АаО прямой, потому что каждая часть упругого шнура растягивается пропорционально своей первоначальной длине. Тот же самый результат достигают с помощью разнообразных шарнирных механизмов. Например, в так наз. "миланском" П. в точках О и А находятся вершины шарнирного параллелограмма ABОC, карандаш же а закреплен на ветви DE, параллельной стороне ОВ. Ветвь эту можно передвигать параллельно самой себе вдоль сторон ОС и ВА, а оправу карандаша вдоль самой DE, таким образом можно расположить в начале точки О, о, А на одной прямой.

Пантограф

Из чертежа видно, что при изменении формы параллелограмма из АВОС в A'B'OC', эти условия сохранятся, потому что в треугольниках Oa'E' и OA'C' существующие реально стороны сохранили свою длину, и две из них остаются всегда параллельны между собой. Тот же результат получится, если будут существовать стороны ОВ, АВ и аD, но прибавится сторона aF и образуется новый параллелограмм aFBA. В таком виде П. впервые описан Патером Шейнером в 1631 г. и еще часто употребляется. Достоинства П. зависят всецело от конструкции шарниров и других частей, обусловливающей большую удобоподвижность и неизменяемость: в этом отношении особенно удачен П. гравера ситцепечатной фабрики Гука в СПб., А. Кратохвилла: кроме большой удобоподвижности, в этом П. штифт выдвинут из-под линейки так, что за его движением по контуру можно следить даже под лупой, и снабжен ушками, чтобы управлять его движением обеими руками; поднятие штифта, когда линия прерывается, вызывает и поднятие карандаша или гравировальной иглы. Применяется П. для перечерчивания географических карт и ситуационных планов в уменьшенных размерах, а также линейных рисунков; для увеличений вообще и для геометрических чертежей он оказался непрактичен. Многие гравировальные машины представляют не что иное как прочно конструированные П., причем вместо карандаша вставляется игла или даже быстро вращающаяся шарошка (см.), а штифт ведут по углубленному контуру рисунка, сделанного в значительно большем масштабе. П. делают и для получения обращенного рисунка, т. е. такого как отражение в зеркале данного. Для этого всего проще воспользоваться свойствами "антипараллелограмма", четырехсторонника, у которого противоположные стороны попарно равны между собой, но большие стороны скрещиваются. Ср. Е. F i scher, "Carl's Repert." (вып. 1, стр. 257). См. также Печатание тканей.

В. Лермантов.

Пантомима

— театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическое представление, П. впервые появились в Риме при Августе, в царствование которого жили знаменитые П. Батилл (см.) и Пилад (см.), которых считают основателями римской П. Древняя П. существенно отличалась от нашей тем, что в ней мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили на сцену в масках; различные оттенки роли, поэтому, сводились исключительно к мимике тела, что привело пантомимов к необходимости выражать многообразие душевных движений условными знаками, которые зрителям были хорошо известны. Несмотря на такую ограниченность сценических средств, pимскиe П. умели свою игру доводить до высокой степени выразительности. Частного быта римская П. не касалась. Леда, Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки — вот сюжеты П. Для каждой П. составлялось особое либретто, для руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян носивших название кантиков (cantica); под эти кантики, которые исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела П. первенствующее место на римской сцене; успеху римских П. не мало способствовал и их чувственный, развратный характер. В П. все возбуждало в зрителях животную чувственность некоторые писатели приписывали господство разврата в Риме в период империи именно влиянию П. Вернее, однако, думать, что П. были только отражением римской жизни. Сюжеты П. всегда касаются чувственной любви; для возбуждения чувственности актеры прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн П. еще увеличивается с III в. до Р. Хр. участием в них женщин (pantomimae), появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В П. на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что названия гетера и танцовщица были однозначущи. Любовь к П. перешла и на исполнителей; любимые пантомимы шествовали по улице как триумфаторы, сопровождаемые огромной толпой. Запрещение Тиберия оказывать пантомимам почести соблюдалось недолго: уже Сенека называет римскую молодежь своего времени лакеями пантомимов. Заводить с пантомимами знакомство считали для себя за честь и удовольствие даже сенаторы; пантомимы — всегда любимцы римских дам; им покровительствует Август, не особенно их стесняет и Тиберий, вообще не любивший актеров; Калигула не скрывает своей привязанности к пантомиму Мнестеру, которому публично оказывал самые неприличные знаки внимания; при Нероне, который сам выступал в П., страсть к ним не знает пределов; Тит не любил игры пантомимов, при Домициане они опять в большом почете; Траян всеми мерами старается ограничить страсть римлян к П.; при Антонине П. опять в большом ходу. Позднейшие христиaнскиe императоры снисходительно смотрят на представления П., в которых цинизм растет с каждым поколением; в царствование Юстиниана в П. отличается бесстыдная Феодора. Единственное ограничение, которое установил Юстиниан — это запрещениe воздвигать пантомимам статуи на площадях подле статуй кесарей. Кроме Батилла и Пилада известны из пантомимов ученик Пилада, Гилас, затем Мнестер и Парис, один из приближенных Нерона (см. Парис). К самому позднему периоду римской империи относятся П. Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало драматическое искусство, пали и П. В средние века они еще сохраняются, но грубость актеров мешает их развитию. Развитие так называемого балета-пантомимы новейшего времени не могло идти вперед до половины XVIII в., пока актеры продолжали выходить на сцену в масках. В это время балет-П. начинает вытеснять оперу-балет, сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Ввел П. в балет впервые известный хореграф Новерр (см.), своим балетом "M édé e et Jason". Новерровский балет не был, однако, мимической драмой древних: у Новерра мимика подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. П. встречается не только в балете, но и в опере, напр. сцена Эльзы в первом действии "Лоэнгрина", Вагнера. Для старинной П. брали сюжеты весьма сложные; напр. Новерр пользовался сюжетом "Семирамиды" Вольтера, Галеоти — "Макбета" и "Ромео и Джульеты". Подобного рода П. имели до 5 актов.

Ум.

Пантоподы

(Pantopoda s. Pycnogonida) — класс в типе суставчатоногих. Тело удлиненное или в виде кружка, состоит из трех отделов: рыльца, туловища и брюшка; рыльце цилиндрическое, толще и нередко длиннее остального тела, с ротовым отверстием, ограниченным тремя губами, верхней и двумя нижнебоковыми, и расположенным на переднем конце рыльца. Туловище состоит из 6 сегментов, из которых три передних обыкновенно слиты; типически оно снабжено 7 парами конечностей: первая пара расположена сверху туловища у основания рыльца, вооружена клешнями, в молодом возрасте она 2-члениковая, затем укорачивается или пропадает совсем, вторая пара 4-10-члениковая, короткая, обыкновенно коленчато сложена, иногда отсутствует; третья пара 5-10-члениковая, всегда имеется у самцов и служит для прикрепления яиц, у самок она иногда отсутствует; остальные 4 пары служат для передвижения, в сравнении с телом очень длинны, состоят из 9 члеников и вооружены коготками; брюшко относительно очень мало, нечленистое. Нервная система состоит из надглоточного узла, инервирующего глаза, рыльце и первую пару конечностей, и брюшной цепочки, состоящей из 6—7 узлов, из которых 4—5 первых дают нервы к конечностям, а последний маленький — в брюшко; у личинки первому ганглию брюшной цепочки соответствуют 3 отдельных; 4 глаза, каждый с линзой и окруженной пигментом ретиной, расположены на бугорке на первом сегмент туловища. Пищеварительный канал в задней части рыльца образует аппарат для растирания пищи, состоящий из подвижных дугообразных пластинок, усаженных шипами; отсюда пища переходит в желулок, снабженный 5—6 парами слепых мешков, проникающих в 1, 4, 5, 6 и 7-ю пары конечностей до коготков, а иногда и в рыльце; заднепроходное отверстие находится на конце брюшка. Особенных дыхательных органов нет. Кровеносная система состоит из сердца, простирающегося от глазного бугорка до основания брюшка и снабженного 2—3 парами боковых щелей, а иногда одной непарной на заднем конце. Выделительные органы находятся во 2-й и 3-й парах конечностей и открываются на 4-м или 5-м их членике. Полы раздельны; семенники имеют вид мешков и расположены в туловище по бокам кишечника, а позади сердца соединяются перемычкой; в 4 — 7-ю пары конечностей они дают отростки, достигающие конца 2-го членика, где на 6-й и 7 -й парах (редко на 5 паре) и открываются половыми отверстиями; сходное строение имеют женские половые органы, но отростки их доходят до 4-го членика ног и открываются наружу на втором членике большей частью всех ног; у самцов на четвертом членике 4 — 7-й пар конечностей имеются отверстия так наз. цементных желез, выделяющих вещество, которым самец склеивает яички, отложенные самкой, в шары и прикрепляет их к своим конечностям третьей пары. Половой диморфизм выражается в различном числе конечностей у полов, а также большем развитии шипов у самца. Яйцо довольно богато желтком, дробление его полное и равномерное или неравномерное, бластодерма образуется путем сходным с деляминацией; яйцевую оболочку личинка покидает у большинства видов с 3—4 первыми парами конечностей, реже со всеми и с возрастом после многократных линяний постепенно приобретает остальные; личинки некоторых видов паразитируют на гидроидах. П. живут только в море и распространены от прибрежной полосы до значительных глубин, как в тропических, так и в холодных морях; эта небольшая группа еще слабо изучена и классификация ее не разработана; ныне П. делят на несколько семейств; род Pycnogonum с дисковидным телом, короткими и толстыми конечностями, первой и второй пар нет, третья — только у самцов: Р. littorale распространен на небольших глубинах в европейских и некоторых других морях; род Nymphon — тело тонкое с очень длинными и тонкими конечностями, имеются все конечности; N. longitarse в Сев. Атлантическом океане; род Collossendeis — к нему принадлежат самые крупные виды, напр. С. proboscidea — тело до 8 см, а конечности до 30 см длины, в Сев. Ледовитом океане. П. сближали то с ракообразными, то чаще с паукообразными вследствие некоторого сходства в распределении конечностей; но, вероятно, они имеют только отдаленное родство с теми и другими. Ископаемые остатки П. неизвестны (см. табл. Глубоководные животные, фиг. 20 и 21).

А. Б.

Пантусов Н. Н.

— современный ориенталист, издал несколько ценных исследований по истории среднеазиатских областей: Фергана, по "Запискам султана Бабера ("Записки Имп. Географич. Общества", 1875); "Тарихи Шахрохи. История владетелей Ферганы. Сочинение муллы Ниязи Мухаммед бен Ашур Мухаммед, Хокандца" (Казань, 1885); "Древности Средней Азии. I. Китайский победный памятник на горе Гедынь-Шань. II. Каменный Бурхан в Токмакском уезде Семиреченской области" (Казань, 1897).

Панты

Панты, пантовка — см. Марал.

Пантюхов Иван Иванович

— доктор медицины, писатель (род. в 1836 г.). Окончил курс Киевского унив. в 1862 г. Поместил ряд медицинских и этнографических статей в "Современной Медицине", "Записках Кавк. отд. Географ. Общества" и др. изд. Отдельно издал: "Статистические и санитарные очерки Kиевa" (Киев, 1875), "О лечении простыми средствами" (К., 1875), "О народной медицине в Юго-Западном крае" (К., 1875), "Беседы о здоровье (К., 1876), "Доктора и знахари" (К., 1876), "Кому будет принадлежать Балканский полуостров" (СПб., 1880), "Теплые минеральные источники Болгарии" (К., 1882), "Население города Одессы" (Одесса, 1885) и многие другие. Участвовал в составлении отчета за восточную войну, изданного главным военно-медицинским департаментом по отделу эвакуации, в редактировании "Врачебных Ведомостей" (1880) и помещал свои публицистические статьи в "Московских Ведомостях", "Одесском Вестнике", "Кавказе", "Береге", "Голосе", "Киевлянине" и др.

Панург

(Panurg) — один из героев сатирического романа Раблэ "Пантагрюэль". Сообразно этимологии своего имени (πάν и έργον — "человек на все руки"), П. обрисован очень изворотливым и пронырливым; он не пренебрегает плутнями, даже воровством, хвастает своею храбростью, а при случае первый трусит, отличается цинизмом и бесстыдством, думает лишь о своем благополучии, ведет беспорядочную жизнь, лишен идеальных влечений, порой выказывает жестокость. Но, с другой стороны, он олицетворяет здравый смысл, наделен юмором и сатирической жилкой, искусно подмечает и осмеивает людские слабости. Пантагрюэль встречает его в Париже, и с этой поры П. играет видную роль в романе; его предстоящая женитьба делается поводом к знаменитому путешествию Пантагрюэля (сюда относится известный эпизод с "Панурговым стадом", вошедшим в поговорку). Антипод П. в романе — Fr è re Jean. При создании типа П. Раблэ отчасти подражал итальянскому писателю Фоленго (его "Макаронич. Истории"). Некоторые критики (Теофиль Готье, Жебар) видели в П. поэта Фр. Виллона (см.) — что едва ли справедливо; другие считают его предком Маскариля, Жиль-Блаза и т. д.; Стапфер сравнивает его с Фальстафом. Ср. Emile Gebhart, "Rabelais, l a Renaissance et la Ré forme" (П., 1877); P. Stapfer, "Rabelais, sa personne, son g é nie, son oeuvre" (П., 1889); Ren é Millet, "Rabelais" (Пар., 1892, в коллекции "Grands écrivains Français").

Ю. В.

Панфилов Александр Иванович

— адмирал (1808—74). По окончании курса в морском кадетском корпусе (1824), служил сначала в балтийском флоте, потом в черноморском. Отличился во время экспедиции по восточному берегу Черного моря в 1839 г. и в севастопольскую кампанию 1853—55 гг., участвуя в синопском сражении и командуя в течение 9,5 мес. во время осады Севастополя 3-м отделением оборонительной линии. По смерти Назимова П. был сделан помощником начальника гарнизона; при отступлении наших войск 27 августа оставил Севастополь последним. Позднее был командиром и военным губернатором в Николаеве и Свеаборге. С 1858 г. состоял членом Адмиралтейств-совета. Ср. "Адмирал А. И. Панфилов", биографический очерк (СПб., 1872).

Панфоос

(Панфус) — один из троянских старцев, супруг Фронтиды, отец Эвфорба, Гиперенора и Полидаманта, советник Приама, отличавшийся красноречием (Il. III, 146, сл.).

Панцакки Энрико

(Enrico Panzacchi) — итал. поэт, род. в 1841 г.; изучал филологию и философию; был профессором в Сассари и Болонье, затем профессором и директором Академии изящных искусств; известен как лирик и новеллист. Пpoизвeдeния его: "Liriche" (Болонья, 1877), "Racconti et liriche" (1881), "Racconti verosimili ed inverosimili" (1885), "Tes t e quadre" (1888), "J miei racconti" (1889), "Villa Giulia", "Prosatori e poeti", "Riccardo Wagner" и др.

Панцер Georg

(W. F. Panzer, 1755—1829) — известный нем. энтомолог и ботаник, был врачом близ Нюрнберга, написал целый ряд весьма ценных крупных сочинений по насекомым, преимущественно Германии: из них самые выдающиеся: "Faunae Insectorum Germanicae initia" (109 тетр. с прибл. 2400 раскраш. изображениями насекомых; Нюрнберг, 1793 — 1813, продолжение этого громадного труда см. Геррих-Шэффер); "Deutschlands Insecten-Fauna" (ib., 1805); "Kritische Revision d. Insectenfauna Deutschlands etc." (ibid., 1805); "Index entomologicus sistens omnes insectorum species in G. W. F. Panzeri Fauna Insect. Germ. descriptas etc." (ib., 1813).

Панцер Георг-Вольфганг

(Georg-Wolfgang Panzer) — нем. библиограф (1729—1804), пастор и библиотекарь в Нюрнберге. Его труды: "Versuch einer kurz en Geschichte der römisch-Katholischen deutschen Bibeluebersetzung"(1781), "Entwurf einer vollstä ndigen Geschichte der deutschen Bibeluebersetzung M. Luthers von 1517—1581" (Нюрнб., 1784, 2 изд., 1791), "Annales typographici" (Нюрнб., 1793—1803) — перечень изданий всех стран, на разных языках, в алфавитном порядке мест их издания с краткой характеристикой и указанием библиотек, где они находятся, и сочинений, в которых упоминается о них; затем: "Annalen der ä ltern deutschen Litteratur" (Нюрнб., 1788—1805; Прибавление, Лпц., 1802) и "Aelteste Buchdruckergeschichte N ü rnbergs" (Нюрнб., 1789).

Панцирник

(Loricaria) — род рыб из сем. сомовых (Siluridae), принадлежащий к группе так наз. панцирных сомов (см. Панцирные). К нему относят небольших, около 20—25 см длины, рыбок, имеющих брусковатое, покрытое панцирем (см.) тело, узкие, но довольно длинные с толстыми и крепкими лучами плавники, широкую приплюснутую кпереди голову, на нижней стороне которой помещается рот, имеющий форму поперечной щели с одним коротким усиком в каждом углу; зубы, если они имеются, мельче и загнутые, с утолщенными шероховатыми концами. Род заключает около 26 видов, населяющих пресные воды тропических областей Южн. Америки.

Панцирники

(латники) — так называлась в средние века тяжелая кавалерия, имевшая полное предохранительное вооружение.

Панцирнощекие

(Cataphr acti — семейство подотряда колючеперых рыб, хаактеризующееся удлиненно-вальковатым телом, покрытым панцирем из снабженных килем чешуек или пластинок, слаборазвитыми зубами и широкими, слитыми с предкрышечкой (praeoperculum) подглазничными костями (infraor b italia). У некоторых видов голова вооружена шипами. К семейству принадлежат исключительно морские, пелагические или глубинные рыбы, обыкновенно распределяемые в пять следующих родов: Agonus, Aspidophoroides, Siphagonus, Peristethus и Dactylopterus; последний род обладает очень длинными и сильно расширенными грудными плавниками, которые дают возможность представителям его, подобно настоящим летучкам (Exocoetus), выпрыгивать из воды и держаться несколько времени в воздухе, пролетая заметное расстояние; такой степени развятия грудные плавники у Dactylopterus достигают только в зрелом возрасте, у молодых же рыбок они не велики и не дают им возможности подыматься из воды; в Средиземном море и средних широтах Атлантического океана обыкновенны: летучка европейская или летучий петух (Dactylopterus volitans), малармат (Peristethus cataphractum); на севере Европы хахалча (Agonus cataphractus), а в Сев. Ледовитом океане у берегов России Aspidophoroides Olrikii. В меловых отложениях Ливана найден близкий к Dactylopterus род Petalopteryx. К сем. П. близко примыкают по своему строению сем. подкаменщиков (Cottidae s. Triglidae) и пегасовых (Pegasidae).

Панцирные ганоиды

(Placodermi) — см. Ганоидные рыбы.

Панцирные животные

(Loricata) — вообще животные, обладающие твердыми наружными покровами (см. Панцири): П. раки-лангусты (Loricata = Palinuridae), одно из семейств подотряда длиннохвостых десятиногих раков; П. сомы, некоторые роды (Loricaria, Callichtys, Hypoptopoma, Acestra и др.) сем. сомовых (Siluridae) рыб, обитающие пресные воды Южн. Америки; П. ящеры-крокодилы (Crocodilia = Loricata = Hydrosauria); П. млекопитающие или броненосцы, один из подотрядов (Loricata) в отряде неполнозубых.

Панцирные коловратки

(Loricata) — подотряд плавающих коловраток (Rotatoria Ploimida), y которых кутикула, одевающая тело, превращена, вследствие частичного или более или менее полного утолщения, в панцирь. См. Коловратки. Сюда относится между прочим Brachionus (см. Брахион).

Панцирный меч

— название, которое иногда давали ручному мечу, носившемуся на панцире, в отличие от отдельного меча (см. Меч).

Панцирь кремнеземок

— см. Диатомовые водоросли.

Панцирь, наружные покровы некоторых животных

— окостеневшие, т. е пропитанные известью и вследствие того твердые, наружные покровы некоторых позвоночных животных (рыбы, крокодилы, черепахи, броненосцы); П. образуется вследствие окостения участков кожного слоя (Сorium), покрывающих все тело, или определенные его участки в виде соприкасающихся отдельных многоугольных табличек; среди ныне живуших позвоночных П. тело покрыто у многих рыб (напр. панцирные сомы, пучкожаберные, панцирнощекие), пресмыкающихся (крокодилы, черепахи), некоторых млекопитающих (броненосцы); П. носили также многие вымершие позвоночные, напр. некоторые девонские и силлурийские рыбы (панцирные ганоиды), каменноугольные, триасовые и юрские амфибии (Ganocephala) и пресмыкающиеся (Ste g osauria), а также третичные гигантские броненосцы Южн. Америки.

Панцирь, предохранительное вооружение

— предохранительное вооружение для защиты туловища, имеющее вид рубахи и первоначально состоявшее из нашитых на кожаное платье ремней (cotte treil lissé e) или пластинок (cotte macl é e). С XI века появляются кольчатый и чешуйчатый П. С XIII века П. мало-помалу заменяется кольчугой и сплошным доспехом (см. Доспех). У нас пансырем или панцирем назывался доспех в виде длинной рубахи, спускавшейся до колен и состоявшей из сплетенных между собой мелких железных колец. Иногда панцирь покрывался бархатом.

П. ф.-В.

Панцыревка

— с. Городищенского у., Пензенской губ., на р. Инзе. Жителей 518, дворов 69; школа; почтовое отделение, земская станция, ссудосберегат. касса.

Панча-лакшана

(санскр. Pa ñ ca-Lakshаnа = пять отметин, знаков) — пять характеристичных особенностей, свойственных пуранам (см.) и трактующих: 1) о первоначальном творении или космогонии, 2) о вторичном творении или о разрушении и возобновлении мира, 3) о генеалогии богов и патриархов, 4) о царствах Ману или о хронологических периодах, называвшихся Манвантарами (см.) и 5) об истории государей солнечной и лунной династий и их преемников до новейшего времени.

Панчаджана

(санскр. Pa ñ cajana) — в индийской мифологии имя демона, жившего в море в образе раковины. П. похитил сына у Сандипани, обучавшего Кршну (см.) обращению с оружием. Кршна отнял мальчика, убил демона, а из раковины (P âñ cajanya) сделал себе рог.

С. Б—ч.

Панчала

(санскр. Pa ñcâ la) — индийское имя одной области Индии или страны, играющей важную роль в истории индийской культуры и часто упоминаемой в различных памятниках индийской литературы. В Магабхарате под П., по-видимому, разумеется нижний Доаб. Ману помещает ее вблизи Канауджа. Иногда ее отожествляли с Пенджабом и с небольшой территорией в непосредственном соседстве с Гастинапурой. Вильсон помещает ее к С и З от Дели, от подошвы Гималая до Чамбала. П. делилась на две части, разделенные Гангом — сев. и южной. Известный археолог Кеннингэм отождествляет сев. П. с Рогилькхондом, а южную — с гангским Доабом. Столицей первой была Аги - чхатра, развалины которой находятся близ Рамнагара, а второй — Кампилья, тождественная с теперешней Кампила, на старом Ганге, между Бадауном и Фаррукхабадом.

С. Б—ч.

Панчатантра

(санскр. Pa ñ ca-tantra) — знаменитое собрание индийских басен и рассказов, в 5 (ра ñ са) книгах (tantra = ткацкий станок, основание, учение), сост. брахманом Вишнусарманом (Vishnu- ç arman) ок. конца V в. по Р. Хр. для наставления царских детей и послужившее основанием для более популярного позднейшего сборника, Гитопадеша (см.), с которым имеет одну и ту же общую фабулу и многие общие рассказы. П. очень рано была переведена на различные азиатские и европейские языки и послужила источником для целого ряда странствующих повестей и сказок. По приказанию Науширвана, она была переведена на пехльви (VI в. по Р. Хр.); в IX в. явилась арабская обработка этого перевода, под заглавием "Калила и Дамна" (откуда наш "Стефанит и Ихнилат", переделанный с греческого пересказа арабской обработки). Тогда же, или немного раньше, явились еврейский, сирийский, турецкий и греческий пересказы. С последнего сделаны были переделки на все европейские языки. В Англии эти басни сделались известны под именем "басен Пильпая" (вместо Бидпай, как называется автор П. у персов). П. лежит также в основе новоперсидских сборников Анвар-и-Сугаили (Anw âr-i-Suhail i) и Ияр-и-Даниш (Iy âr-i-Dâ nish). Последний сборник вернулся опять в Индию в виде переделки на индустани Хирад-афроз (Khirad-afroz). Ср. Бидпай (см.).

Литература. Издания: Козегартена, "Pantshatantrum sive quinquepartitum de moribus exponens etc." (с латинскими комментариями, 1848); Kielhorn and B ühler (8 издание, Бомбей, 1885—86). Переводы: Бенфея (немецкий, с знаменит. введением в примеч., Лпц., 1859); Фриде (нем., Лпц., 1884); Lancereau (франц., П., 1871). Монографии: Teza, "Appunti per la bibliografia del Pancatantra" ("Orient u. Occident", Геттинген, 1864); Бётлинг, "Beitrage zur Kritik d. poetischen Theils im P." (СПб., "Мемуары Академии", 1850); Haberlandt, "Zur Gesch. des P. I. Text der s ü dl. Recension" (В., 1884); Mań kowski, "Der Auszug aus dem P. in Kšemendras Brihatkathâmañ jari" (Лпц., 1892) и т. д.

С. Б—ч.

Панчашикха

(санскр. Pa ñca-ç ikha) — индийский философ, один из древнейших учителей индийской философской школы Санкхья (см.), по некоторым свидетельствам главный распространитель ее учения. По преданию, он был учеником Асури, в свою очередь ученика Капилы, основателя школы. От П. остались отрывки, сохранившиеся в литературе школ санкхья и йога (собранные Hall: "S âmkhya Sâ ra" в "Bibl. Ind."; немецкий перевод напечатал Garbe в "Festgruss an Rudolf von Roth"). Из них видно, что П. является автором первичных сутр (см.) школы Санкхья, вытесненных более поздним трактатом Санкхьякарика, а также и разных других сочинений. В 12-й книге Магабхараты о нем сообщаются и разные другие, маловероятные биографические сведения. Время его жизни неизвестно и с трудом может быть определено. Если ряд учителей: Капила-Асури-П. исторически верен, то П. следовало бы считать современником, а пожалуй и предшественником Будды. Но против такого предположения говорит язык его отрывков, носящий новейший характер, а также то, что в Санкхья-сутрах встречается принадлежащее ему определение одного философского термина школы Ньяя, которая несомненно гораздо позднейшего происхождения. Исследователь философии Санкхья, Р. Гарбе (см. его "Die S â mkhya-Philosophie", Лпц., 1894), помещает П. около начала нашей эры. Ср. еще его же, "S â mkhya und Yoga" в Бюлеровском "Grundriss der indoarisch. Philologie" (т. III, 4 вып., 1896).

С. Б—ч.

Панчев

— с. Елизаветградского у., Херсонской губ., при р. Большой Высе. Населено отчасти молдаванами. Школа, еженедельные базары, лавки. Дворов 750, жителей ок. 3600.

Панчево

— или Панчова (хорв. Pančevo, мадьярск. Pančova, нем. Pantschowa) — гор. в Торонтальском комитате в Венгрии, на р. Темеше, недалеко от ее впадения в Дунай. Жителей около 18000, преимущественно сербов и немцев; реальное училище, православная (греко-восточного обряда) и католическая церкви; разведение шелковичного червя, виноградники, паровые мельницы, производство крахмала, пива (10000 гкл. в год) и водки; значительная торговля. П. в 1716 г. было отнято австрийцами, под начальством Мерси, у турок и укреплено. В июле 1739 г. австрийцы одержали здесь победу над турками; в 1778 г., при отступлении, город был сожжен австрийцами. 2 янв. 1849 г. здесь же австрийцы были разбиты венгер. войсками.

Панченко Семен Викторович

— композитор. Род. в 1867 г. Главные его произведения: литургия C-dur, три Трисвятых песни, хоры, фортеп. пьесы, романсы, детские песни.

Панчери Паоло

(Paolo Panceri) — зоолог (1833—1877); с 1861 по 1877 г. был профессором сравнительной анатомии в Неаполе. П. обнародовал в 1869 г. работу о выделении свободной соляной кислоты в слюне морских улиток; в 1870—76 г. анатомические и физиологические исследования о фосфоресценции морских животных. Путешествие его в Египте (1872—73) дало ему материал для исследования яда некоторых змей и тарантула и негритянской расы алька.

Панчопакхьяна

(санскр. Ра ñ сор âkhyâ na = пять рассказов или эпизодов) — другое заглавие индийского сборника басен Панчатантра (см.).

Панчулидзев Сергей Алексеевич

— историк. Род. в 1855 г., воспитывался в Николаевском кавалерийском училище; был кавалергардом; участвовал в турецкой войне 1877 — 78 гг. с л.-гв. гусарским полком. Окончил курс в академии генерального штаба. Управляет архивом государственного совета. Напечатал: " Земство и медицина в Саратовском уезде " (Саратов, 1888), " Заметки по травосеянию " (СПб., 1895), " История кавалергардов " (СПб., 3 т.; 4-ый печатается), " Сборник биографий кавалергардов " (СПб., 3 т.; 4-ый печатается).

Панчулидзевы

— дворянский род, происходящий от имеретинского дворянина Давыда Малевеевича П., выехавшего в Россию в 1738 г. и бывшего воеводой в Мценске (1753). Его сын Алексей Давыдович был (с 1808 г.) саратовским, а внук, Александр Алексеевич (с 1831 г.) пензенским гражданским губернатором. Род П. внесен во II часть род. кн. Саратовской и Пензенской губ.

Панщина

(панщизна) — в западной Руси назыв. так барщина (см.).

Панышино

— с. Симбирской губ., Сызранского у. Жителей более 3287, дворов 575; школа.

Панэллении

(Πανελλήνια) — всенародное торжественное собрание (πανηγυρις) греков, связанное с культом Зевса Панэллинского, в честь которого был построен Адрианом храм в Афинах. Праздник был установлен Адрианом с целью оживить национальный эллинский дух. Первоначально культ Зевса Панэллинского существовал на о-ве Эгине, где находился храм — Πανελλήνιον.

Панэлленион

— государственный совет, учрежденный гр. Каподистрией в Греции в начале 1828 года. П. подготовлял законодательные акты, и таким образом исполнял функции законодательного собрания. В 1829 г. П. был заменен сенатом (герусией).

Панэллинизм

(в древности). — При всей разрозненности отдельных государств и общин, в эллинах жило сознание национального единства, обусловливавшееся существованием единого языка, торговыми сношениями, колонизацией, а главное — ростом духовной культуры. Чувство это поддерживалось одинаково присущей всем эллинам враждебностью к иноземным народам, которых они называли варварами, именуя себя, в противоположность им, Έλληνες или Πανέλληνες (Archil, fr. 52; Hesiod. Έργα καί Ήμέραι, 528). Эта идея единства нации выразилась уже в существовании понятия общего отчества (κοινή πατρίς). Из других исторических явлений о национальном единстве эллинов свидетельствует учреждение великих панэллинских праздников (особенно олимпийских игр, распорядители которых назывались Έλλανοδίκαι) и существование такой общепризнанной святыни, как дельфийский оракул (κοινή έστία). Другим религиозным центром был Делос, на котором образовался в VIII в. амфиктионийский союз Кикладских островов, сблизивший азиатских греков с европейскими. Моментом особенного подъема национального духа была эпоха греко-персидских войн, когда на призыв азиатских греков откликнулись европейские их единоплеменники. Но прошел момент опасности, и снова наступила эпоха племенной разрозненности и борьбы. Македонское завоевание сразило политическое значение Греции; зато при Александре Великом впервые во всей полноте восторжествовала идея П.

Н. О.

Панэллинизм — националъное стремлениe, существующее в современной Греции, к объединению в одно государство всех областей Турции, населенных греками, с Константинополем в качестве столицы. Панэллинисты причисляют к греческим областям и Македонию, и Фракию, и Албанию — страны с очень смешанным населением. Стремление это в полном объеме никогда не было особенно сильным; никогда ни одна партия не ставила его пунктом боевой программы; тем не менее оно существует с самого освобождения Греции и выражается по временам в более скромной форме требования присоединения к Греции Крита или иной области.

В. В—в.

Панюта Софья

— черниговская помещица, писательница. В "Маяке" за 1841 и 1842 гг. были помещены научно-популярные статьи, обнаруживавшие большое знакомство с историей русской и всеобщей и русской словесностью: "Демоны-гении-бесы", "Открытия в царстве мифов", "Русское народное слово в древних духовных писателях" и "Н. А. Полевому".

Панютин Лев Константинович,

писавший большей частью под псевдонимом Нил Адмирари — известный фельетонист "Голоса" (с 1863 до 1875 г.), сотрудник "Будильника" и "Недели" (1829—1882). Литературную деятельность П. начал в конце 1850-х гг. в Москве, издав книжку стихотворений (1858). Его фельетоны отличались остроумием и верным изображением нравов петербургского общества. В 1875 г. его постигла тяжкая болезнь. Из журнальных статей его выдаются "Элементы европейской цивилизации" ("Отечеств. Записки", 1867, т. XXI) и "Партия в Сибири" (ib.). В 1872 г. все его фельетоны и статьи были изданы в двух томах: "Рассказы Нила Адмирари" (СПб.).

Предыдущая страница Следующая страница