Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 79, Про - Пру)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 79, Про - Пру)

Предыдущая страница Следующая страница

Протоколы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Протомерит

— передний, не содержащий ядра отдел тела грегарин, в отличие от заднего, содержащего ядро и значительно превышающего величиной П. второго отдела или дейтомерита (см.). Иногда эта же номенклатура применяется к переднему и заднему отделу головы кольчатых червей.

В. М. Ш.

Протомикса

(Protomyxa) — своеобразный морской организм, открытый Геккелем (Е. H ä ckel) в 1867 г. на Канарских островах и причисленный им к монерам его царства протистов (см.). П. представляется в виде небольшого (до 1 мм.) плазматического шаровидного комочка, ярко оранжевого цвета, лишенного ядра (может быть ядро маскировано присутствием пигмента) и живущего на раковинах головоногого моллюска Spirula. В состоянии покоя от поверхности П. отходят наподобие лучей тонкие, древовидно разветвленные псевдоподии, не соединяющиеся наподобие сетки между собой. При захвате пищи, псевдоподии анастомозируют между собой, образуя плазматические сети. Размножение происходит в инцистированном состоянии (см. Простейшие), причем содержимое шаровидной цисты распадается на бесконечное число маленьких спор, снабженных жгутиком, при помощи которого они двигаются. По успокоении он прикрепляются к неподвижным предметам (раковина Spirula), втягивают жгутик и выпускают тупые псевдоподии, ползая наподобие амеб. Питаясь, они растут и могут сливаться между собой, образуя так называемые плазмодии (см.). В настоящее время П. причисляют к миксомицетам (см.), а другие к корненожкам (см.) отряда саркодиковых.

В. Ш.

Протонема

— нитчатое, реже пластинчатое, образование, вырастающее из споры мхов; по виду всего более напоминает зеленую нитчатую водоросль; растет частью по поверхности почвы — и тогда бывает зеленого цвета (содержит хлоропласты), частью непосредственно под поверхностью — и тогда имеет бурую окраску. Верхушечная клетка или коротенькая боковая веточка П. превращается в почку, из которой затем и вырастает то, что обыкновенно называют мхом. См. Мохообразные.

Протонефридии

— выделительные органы бесполостных и первичнополостных животных и личинок вторичнополостных, представляющие систему мерцательных каналов, заканчивающихся небольшими расширениями, образованными особыми конечными жгутоносными клетками (см. Пламенные клетки). Лишь в исключительных случаях доказано присутствие в этих расширениях небольших отверстий в первичную полость тела.

В. М. Ш.

Протонотарий

— первый или главный секретарь высшей судебной инстанции; в Константинопольском патриархате второе после патриарха лицо. В средние века протонотарий, входя в состав второй пентады (пятерицы), заведовал входящими и исходящими бумагами, относившимися к патриарху; по повелению патриарха писал указы всем патриаршим сановникам и другим властям, и докладывал ему дела, поступавшие от них, или от кого бы то ни было к патриарху; сверх того, П. два раза в год поверял образ действий законников (νομικός), действовавших от лица церкви или имевших иски в судах церковных, и обозревал разные церковные документы, чтобы убедиться в их целости, наличности и в их законности. При патриаршем служении П. стоял в алтаре для служения патриарху, перед возношением св. даров подавал ему воду для омовения рук и держал дикирий.

См. иеромонах Павел, "О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви" (СПб., 1858) и "О чинах патриаршей константинопольской церкви в средние века" ("Православный Собеседник", 1868, ч. III).

Папские или апостолические П. составляют особую коллегию (протонотариат) из 12 выдающихся духовных сановников, которая ведает все относящиеся до церкви торжественные акты, в том числе процедуру канонизации святых, завещания кардиналов, и должна сопровождать папу вне Рима.

Протопапа

(от πρώτος —первый и πάππας — отец, протоиерей, протопресвитер) — чин константинопольской церкви в средние века, входил в состав шестой пентады (пятерицы). П. был экдиком алтаря, т. е. наблюдал здесь за порядком и благочинием и, принадлежа к совету протэкдика, по преимуществу судил нарушителей порядка и благочиния в алтаре. Во время совершения литургии патриархом, П. занимал первое место между простыми священниками, а во время отсутствия патриарха первенствовал в церкви и как бы занимал место патриарха. Но особенное право П. состояло в том, что он перед приобщением св. Тайн отделял от освященного агнца часть и подавал ее патриарху, а патриарх, получив ее и приобщившись, отделял со своей стороны другую часть тела Христова и подавал в руку П. Точно также П. подавал патриарху и св. чашу с кровью Христовой и после того, как приобщался патриарх, получал ее обратно от него и приобщался сам. П. иногда был один и при дворе императорском, и при великой церкви, а иногда и тот, и другая имели отдельного П.

См. иеромонах Павел, "О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви" (СПб., 1858); "О чинах патриаршей константинопольской церкви в средние века" ("Православный Собеседник", 1868).

Протоплазма или саркода

Статья большая, находится на отдельной странице.

Протопласт

— Термин П., предложенный Ганштейном (1880), представляет из себя одну из попыток устранить неудобства, связанные с употреблением чрезвычайно неудачного термина " клетка ". Протопластом называется " элементарный организм ", живое содержимое клеточной оболочки вместе со всеми его включениями.

Протопоп

— старое, вышедшее из употребления еще в начале XIX столетия, название протоиерея, в качестве настоятеля. П. в уездах и губерниях всегда занимали должность председателя "духовных правлений", благочинных и т. д. Они пользовались особенным доверием епархиального начальства, и им делались особые поручения по исполнению общих правительственных распоряжений, насколько они касались церкви, и распоряжений епархиального начальства.

Протопопов Василий Иванович

(род. в 1868 г.) — духовный писатель, воспитанник казанской духовной академии, в которой состоит профессором по кафедре библейской истории. Главные его труды: " Переход евреев чрез Черное море " (Казань, 1895, магист. диссерт.); " Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей церкви " (Казань, 1897); " Толкования на книги Числ и Второзаконие " (СПб., 1904); " Толкование на I и II книги Царств " (ib., 1905).

Протопопов, Василий Михайлович

(† в 1810 г.) — писатель и переводчик. С 1787 г. был преподавателем французского языка в московской духовной академии, потом учителем риторики и поэзии в коломенской духовной семинарии; с 1797 г. кафедральным протоиереем в Коломне, а с 1800 — в Туле. П. принадлежат отдельные издания: "Лабиринт волшебства или удивительные приключения восточных принцев" (М., 1786), "Рассуждение о вычищении, удобрении и обогащении российского языка" (М., 1786), "К чему может служить досужное время" (М., 1789), "Способ к познанию французского языка или новая французская грамматика" (СПб., 1789), "Песнь на день прибытия коломенского епископа Афанасия в Коломну" (М., 1790), "Ода на день тезоименитства епископа коломенского Афанасия" (М., 1790), "Кто может быть добрым гражданином и верным подданным" (М., 1796), "Новейший письмовник или всеобщий секретарь" (М., 1801 и 2 изд., 1815) и "Письма Абеляра и Алоизы" (1816). Считался в свое время хорошим проповедником. Его письма к Селивановскому и митрополита Евгения к последнему (где говорится о П.) напечатаны в "Библиографических Записках" (т. I, № 24).

Протопопов, Дмитрий Иванович

(1799 — 1857) — учился в казанской гимназии и университете, который окончил в 1825 г. В 1833 г. доктор медицины за диссертацию: "De aquis mineralibus in genere". С 1835 г. читал фармацию, фармакохимию. С 1837 г. экстраординарный, с 1838 г. ординарный профессор в казанском университете общей терапии, фармакологии, фармации, рецептуры, учения о минеральных водах и токсикологии. В 1838 г. издал "Очерки фармакохимии".

Протопопов, Михаил

— воспитанник московской духовной академии, переводчик: с греческого Афинагора, афинского философа, "О воскресении" (СПб., 1791), с латинского: "Избранные сочинения" епископа карфагенского Киприана (СПб., 1803), с английского "Православие греческой церкви", Пургольда (М., 1776), с немецкого "Нравоучение", Геллерта (М., 1775—77), и "Разговоры о красоте природы и размышления о предметах естественной науки" (СПб., 1777).

Протопопов, Михаил Алексеевич

— талантливый критик. Род. в 1848 г., сын чиновника города Чухломы, внучатный племянник тобольского архиепископа Афанасия П. Учился в московском Константиновском межевом институте и некоторое время служил офицером-топографом. На литературное поприще выступил в 1877 г. (под псевдонимом Н. Морозов) статьей "Литературная злоба дня" в "Отечественных Записках", где до закрытия журнала был постоянным сотрудником по отделу "новых книг". В 1878 г. принимал деятельное участие в газете "Русская Правда", в начале 80-х годов в "Слове", "Устоях" и "Деле". В 1884 г. был арестован и после 6-месячного заключения выслан на несколько лет в Чухлому. В конце 80-х гг. писал в "Северном Вестнике", в 90-х гг. деятельный сотрудник "Русской Мысли" и "Русского Богатства". Часть критических статей П. собрана им в книге "Литературно-критические характеристики" (СПб., 1894, 2 изд., без перемен, 1898). Отдельно вышла также книжка о Белинском в биографической библиотеке Ф. Ф. Павленкова (2 изд.).

П. всецело примыкает к публицистической школе русской критики. Чисто литературные стороны произведения его совершенно не занимают, и все его внимание обращено исключительно на анализ общественных и нравственных явлений, затрагиваемых данным произведением. В своих взглядах и симпатиях П. до последнего времени был прямолинейным выразителем взглядов Добролюбова, Писарева и Чернышевского. В статьях последнего времени проглядывают элементы мистицизма. Как теоретик П. мало оригинален. Не представляет он интереса и как ценитель литературных произведений, непосредственно-художественные качества, которые и не интересуют его, и не всегда им в полной мере определяются. Но его статьям придает интерес талантливость изложения, достигающая настоящего блеска в статьях насмешливых. У П. замечательный юмор, чуждый вульгарности и изящный. Статьи и библиографические заметки, где он кого-нибудь вышучивает, принадлежат к лучшим образчикам тонко-литературного остроумия.

С. В.

Протопопов, Николай Порфирьевич

(1816 — 1861) — педагог, переводчик. Воспитанник Ришельевского лицея и спб. университета, П. был учителем в Ришельевском пансионе и гимназии по русскому и латинскому языкам; переехав в СПб., Протопопов сблизился с Белинским, Панаевым, поэтом Бенедиктовым и некоторыми другими литераторами. Занимаясь древними и новейшими языками, которые знал в совершенстве, П. особенно увлекался Гомером. Из печатных трудов его известны: перевод шести новогреческих песен (в " Одесском Альманахе", 1840), которым восхищался Белинский, речь о новогреческих песнях и разного содержания статьи в "Одесском Вестнике". Ср. некролог Пиллера в "Одесском Вестнике" (1861, № 49).

Протопопов, Павел Иванович

(1771 — 1820) — директор оренбургских училищ. Сын симбирского мещанина. Воспитанник казанской духовной семинарии, учитель главного народного училища в Казани и в то же время капельмейстер городского театра. П. в 1803 г. приехал в Петербург, где, благодаря своему музыкальному таланту и литературным опытам сблизился с известным И. А. Дмитревским и через него получил в 1806 г. место директора оренбургских училищ, которое через три года оставил. П. принадлежат: сборник стихотворений "Цветник для благомыслия и нежности" (1805), лирическая поэма "Царь и благодать" (Казань, 1816), содержащая историю крещения Руси при Владимире Св., с кратким обзором последующих событий, и множество музыкальных композиций духовных стихов, церковных и светских песен. Ср. Н. Булич, "Из первых лет Казанского университета" (Казань, 1887).

Протопопов, Сергий Васильевич

— протоиерей, род. в 1851 г. В 1870 г. из студентов спб. университета перешел в спб. духовную академию, где окончил курс магистрантом. В 1874 г. П. назначен законоучителем Смольного института, в 1878 г. переведен настоятелем русской церкви в город Ниццу, с 1887 г. состоит настоятелем православных церквей в Висбадене и Эмсе. С 1871 г. начал печатать небольшие статьи по изъяснению Св. Писания в духовных журналах: "Духовная Беседа" и "Странник". Исследование его о "Поучении Владимира Мономаха" напечатано в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1874, февраль). С 1876 г. по 1880 г. был издателем и редактором духовного учено-литературного журнала "Странник", значительно при нем оживившегося. С 1876—77 гг. издавал ежедневную газету "Современность", а в 1876— 78 гг. еженедельную народную газету "Мирское Слово". Переселившись в Германию, П. принимал участие в старокатолической газете "Deutscher Merkur" и писал корреспонденции в "Церковные Ведомости", "Московские Ведомости", "Новое Время". В Германии П. издал сборник проповедей, произнесенных им на немецком языке, под общим заглавием: "Vom Reiche Gottes" (Висбаден, 1891). Там же (1891 г.) была издана им с немецким текстом православных песнопений: " Die Messe des heil. Johannes Chrisostomus" — музыкальная партитура с обширным предисловием автора ("Zur Chararteristik der russischen Kirchenmusik"). В 1894 г. появилась в Лейпциге музыкальная партитура П. и отдельные голоса "Полной четырехголосной обедни в Es-dur для большого мужского хора". Оригинальный древнерусский характер мелодий обедни, а также своеобразный взгляд автора на значение литургийного пения, высказанный в обширном предисловии, вызвали ряд критических статей в русских повременных изданиях. В 1897 г. фирмой П. И. Юргенсона в Москве издана была "Воскресная обедня в C-dur для смешанного хора" (партитура и голоса) П., представляющая собой самое полное издание литургии для пения, со всеми литургийными антифонами, прокимнами и песнопениями при совершении Литургии Св. Василия Великого.

Протопоповка

— слобода Харьковской губернии, Изюмского уезда, на Сев. Донце, в 45 верстах от уездного города; жителей 3116, школа, лавки.

Протопопово

— село Московской губернии, Коломенского уезда, при реке Оке. Близ П. находятся ломки известняка, так называемого "коломенского мрамора". Камень этот сбывается как строительный материал в Москве, где им, между прочим, облицован храм Христа-Спасителя.

Протопоповы

— дворянский род, происходящий по сказаниям старинных родословцев от выехавшего "из немец" Галцеского, крестившегося с именем Александра; его потомки по произволению великих государей стали слыть Александровыми-П. Можайские дети боярские Юрий и Иван Ивановичи П. писаны в "Тысячной Книге" лучших дворян и детей боярских (1550). Елизарий Юрьевич был воеводой плавной судовой рати и убит под Кесью в 1577 г.; сын его Василий Елизарович был воеводой в Брянске (1616). Петр Иванович П. составил писцовые книги Гороховского, Балахнинского и Юрьевского уездов (1675), а потом Изборского уезда и 12 псковских пригородов. Этот род П. внесен в VI часть родословной книги Московской губернии (Гербовник, VI, 123).

Протопресвитер

— высшее звание русского белого духовенства. П. в России четыре. П. Большого придворного собора в СПб. заведует придворным духовенством. Он числится также П. московского Благовещенского собора, и состоит духовником Их Императорских Величеств. На должность назначается Высочайшей властью, указом Св. Синоду. На богослужениях в присутствии Высочайших Особ занимает первое место после архиереев. При нем состоит особая канцелярия, которая заведует делопроизводством по назначениям на места, принимает метрические и другие книги от придворных священников, заведует богадельней для вдов придворного духовенства и т. д. П. военного и морского духовенства — см. соотв. статью. Титул П. носят также настоятели Успенского и Архангельского соборов в Москве.

Протопсалтис

или протопсальт (ό πρωτοπψαλτης — первый певец) — чин константинопольской церкви в средние века, входил в состав седьмой пентады (пятерицы). П. был главным регентом. См. иеромонах Павел, "О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви" (СПб., 1858).

Протори

— см. Убытки.

Протрава Витца

— см. Хромовые протравы.

Протравник

— см. Заряжание.

Протравы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Протуберанцы

(выступы, protuberances) — извержения на поверхности Солнца, состоящие, главным образом, из водорода. Изучение их началось с затмения Солнца 8 июля 1842 г., когда Араго, Эри и др. астрономы заметили их в виде ярко-розовых выступов вокруг черного диска Луны (см. Солнце).

Протэкдик

(πρωτεκδικος — первозащитник) — чин патриаршей константинопольской церкви в средние века, занимал шестое место между высшими сановниками патриарха, называвшимися эксокатакилами (έζωκατάκοιλοι). П., с подчиненными ему экдиками, 1) разбирал тяжбы, особенно денежные, возникавшие между клириками, или клириками с одной стороны и мирянами с другой (если тяжущиеся обращались добровольно к суду П.); 2) заведовал делами лиц, искавших себе освобождения из рабства, защищал всех вообще слабых, теснимых сильными, принимал под свою защиту вдов, сирот, девственниц, пленных и др., не находивших себе нигде, кроме церкви, защиты от сильных притеснителей; 3) П. ходатайствовал перед судами гражданскими по делам самой церкви, чаще всего по тяжбам ее с посторонними лицами относительно церковных имуществ; защищал клириков, если они должны были по каким-либо делам судиться — отвечать или искать — в гражданских судах.

Проусек Ян

(Prousek) — чешский живописец. Род. в 1857 г.; учился в академиях пражской, венской и мюнхенской. Первая картина П. " Петштинские скалы " (1886), как типичный "paysage intime", не произвела впечатления на пражскую публику. Лучше были приняты иллюстрации П. в чешских журналах, иллюстрированная им "Kronika obce Svijan-Podolí" (1884) и этнографическая картина " Усадьба в чешской деревне в Пойизере " (собств. народописного музея в Праге). Впоследствии П. занялся изучением простонародного чешского искусства, издал богато иллюстрированную книгу "Drevené stavby starobylé ro ubené a lidový nábytek ze severovýchodních Cech" (1895) и пользовался мотивами чешcк. народн. деревянной архитектуры для рисунков городского музея в Турнове, чешских сельских построек на юбилейной выставке в Праге и др.

Проут

(Ebenezer Prout) — английский композитор и музыкальный критик, род. в 1835 г. Окончил лондонский университет. В начале шестидесятых годов его струнные квартеты заставили обратить внимание на автора. П. написал также две симфонии, Magnificat и много сочинений вокальных и инструментальных, отличающихся больше ясностью формы и ловкостью фактуры, чем оригинальностью мысли. Более всего П. известен, как музыкальный писатель и критик. Он был первым издателем сборника "Monthly Musical Record", издававшегося под его руководством до 1874 г. Затем он был музыкальным критиком в журнале "The Academy", где его статьи пользовались большой известностью. П. был также сотрудником "Dictionary of music and musicians". П. большой поклонник Вагнера.

Н. С.

Проута гипотеза

(хим.). В 1813 г. Томсон ("Ann. of Philos." [Этот журнал издавался Томсоном] 2), известный первым изложением атомной теории Дальтона (см. Химия), обратил внимание на кратность отношений между атомными весами некоторых элементов и кислорода (принятого за единицу), а именно, по его мнению, атомные веса 8 элементов могли быть переданы числами: кислорода — 1, серы — 2, калия — 5, мышьяка — 6, меди — 8, вольфрама — 8, урана — 12 и ртути — 25; кроме того, заметил он, " только атом фосфора в 10 раз тяжелее атома водорода; никакой другой атом не кратен от 0,132 [0,132 атомный вес водорода, принятый тогда при весе современного эквивалента кислорода (О = 8) равном 1.], а потому, если бы мы приняли водород за единицу, то за исключением фосфора, веса всех остальных атомов должны бы выражаться дробными числами ". В 1815 г. в том же журнале(" Аn. Ph. ", 6) появилась анонимная статья под заглавием "On the Relation between the Specific Gravities of Bodies in their Gaseous State and the Weights of their Atoms", где автор, рассматривая с точки зрения опытов Гей-Люссака (см. Химия) соотношения между объемным и весовым составом реагирующих газов, замечает, между прочим, что веса многих атомов выражаются целыми числами, считая водород за единицу. В следующем году ("Ann. Ph."; 7) в статье того же анонима, озаглавленной "Correction of a Mistake in the Essay on relation between the Specific Gravities of bodies in their Gaseous State and the Weights of their Atoms", это замечание развито подробнее. " Если правилен взгляд, который мы решились высказать, то мы почти обязаны признать, что πρώτη ύλη [Первичная материя, ср. Протил] древних осуществлена водородом; мнение, кстати, не вполне новое. Если мы признаем, что это действительно имеет место и примем далее, что удельный вес тел в газообразном состоянии указывает число объемов, сконденсированных до одного объема, то удельные веса, или абсолютные веса всех тел в газообразном состоянии, должны быть кратными от удельных весов или абсолютного веса [Подразумеваются, очевидно, веса единицы объема.] первичной материи, πρώτη ύλη, потому что все тела, которые соединяются друг с другом в газообразном состоянии, соединяются в то же время в целых объемах ". Через несколько времени Томсон (" Аnn. Ph. ", 7, 343) сообщил, что автором изложенного воззрения является Проут (см.) и с тех пор оно известно под приведенным выше названием. Вначале, особенно в Англии, оно привлекло всеобщее внимание, но вскоре опубликование определений атомных весов, произведенных Берцелиусом (см. Химия) показало, что соображения Проута ошибочны. Гипотеза его снова получила право гражданства, когда в начале сороковых годов прошлого столетия Дюма и Бусенго и Дюма со Стасом нашли, что атомный вес кислорода равен 16, а углерода — 12 (при Н = 1); это обстоятельство вызвало знаменитое исследование величин атомных весов, произведенное Стасом (см. "Bul. Ac. R. Belg.", 1860, 211), в результате которого пришлось признать, что атомные веса не кратны друг другу, к чему пришел и другой выдающийся исследователь в этой области, а именно Мариньяк. И тем не менее нельзя не отметить, что в современной международной таблице атомных весов, ежегодно публикуемой международным комитетом, где основанием является О = 16, огромное число других атомных весов или выражается целыми числами, или же очень близко к ним. Причина этого нам совершенно неизвестна, случайным же это обстоятельство не может быть признано. Ср. между прочим: Mallet, "Stas Memorial Lecture" ("Chemical Society's Memorial Lectures", № 1, Лондон, 1901) и Rydberg, "Studien über die Atomgewichtszahlen" ("Z. anorg. Ch.", 14, 1897).

А. И. Г.

Профессиональная гигиена

Статья большая, находится на отдельной странице.

Профессиональная статистика

— см. Статистика (профессиональная).

Профессиональная Школа

— еженедельная газета науки, домашнего хозяйства и ремесла. Издавалась в 1891 году в Киеве О. В. Кулицкой. Последний № 53 вышел в декабре 1892 г.

Профессиональное образование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Профессиональные неврозы

— Под этим названием разумеются нервные расстройства, мешающие правильному выполнению тех движений, которые необходимы для определенной деятельности, между тем как соответственные мышцы при других условиях не представляют уклонений от нормы. Так, например, при наиболее часто встречающемся виде П. невроза — при писчем спазме — больной не может писать или пишет лишь с большим напряжением, неразборчивым почерком, потому что пальцы при письме начинают дрожать, совершают побочные судорожные движения, или так слабо прижимаются к перу, что оно выпадает из рук; между тем, при всяких других занятиях эти же пальцы обнаруживают достаточную силу и сохранность двигательной способности. Кроме письма есть еще целый ряд других занятий, при которых иногда появляются П. неврозы, а именно игра на фортепиано, на скрипке, на цитре, на барабане, доение, шитье, телеграфирование, глаженье и некоторые другие. Явления, сопровождающие сказанное затруднение П. занятий, не всегда одинаковы. В одних случаях прежде всего появляется боль в руке, в других главная причина заключается в побочных непроизвольных движениях (судороги), еще в других — в слабости движений (паралич). Нередко, особенно при писчем спазме, одновременно имеются налицо все эти три источника расстройства. Для появления П. неврозов, по-видимому, требуется врожденное предрасположение к заболеваниям нервной системы, а также имеют значение нравственные потрясения. У лиц, занятых означенными профессиями, могут развиваться и другие нервные расстройства, представляющие иногда сходство с П. неврозами, но отличающиеся от последних как по своему происхождению, так и по течению. Наиболее распространенный изученный вид П. неврозов есть писчий спазм. Это страдание чрезвычайно упорно и, раз установившись, обыкновенно длится многие годы и нередко остается навсегда. Для лечения предложены разнообразнейшие методы, в том числе различные механические приспособления при письме, но в преобладающем большинстве случаев они не приводят к прочному исцелению.

П. Розенбах.

Профессиональные союзы

— см. Союзы.

Профессиональный союз — журнал

— еженедельный справочный журнал центрального бюро петербургских профессиональных рабочих союзов; издается в СПб. с 27 ноября 1905 г.; в редакционный комитет входят: В. В. Святловский, С. И. Сомов и Ев. А. Аксанов.

Профессор музыки

— почетное звание, даваемое преподающему в высшем музыкальном учреждении: консерватории. Такое звание существует как в консерваториях заграничных, так и русских. В петербургской консерватории, в первое время ее существования, звание П. давалось только лицам, приобретшим на художественном поприще большую известность, учителя же низших классов могли получить звание профессора только после того, как три их ученика выдержат экзамен на диплом свободного художника. У профессоров были адъюнкты. В настоящее время П. звание дается тоже сразу лицам, приглашаемым в консерваторию для преподавания и имеющим за собой громкое артистическое прошлое. Преподающий в звании старшего преподавателя имеет право баллотироваться в П. (в художественном совете) после трехлетней педагогической деятельности в консерватории. Кроме того, существует звание П. первой степени, на которое имеет право баллотироваться профессор по истечении десятилетней педагогической деятельности в консерватории. В университетах издавна существовали музыкальные профессорские кафедры, например, в Париже, Лондоне, Оксфорде, Кембридже, Геттингене, Берлине и др. В России музыкальная профессорская кафедра была одно время в московском университете.

Н. С.

Профессора военных академий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Профессора университетов

и других высших учебных заведений — см. Университет.

Профессорский институт

— см. Юрьевский университет.

Профиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Профосы

— по законодательству Петра Великого, исполняли в войсках полицейские обязанности: на них лежало наблюдение за чистотой и порядком в местах расположения войск, надзор за арестантами, исполнение телесных наказаний и проч. (воинский устав 1716 г., гл. XLIII). По штату 1711 г. в армии полагалось: два генерал-П. — один из иноземцев с жалованием 750 руб. и один русский с жалованием 400 руб., 75 полковых П. (жалованье 84 руб.) и 666 ротных. Должности генерал-П. упразднены в 1812 г. П. в полках существовали до 1868 г. (нижние чины, заведовавшие очисткой нечистот).

Прох

(Heinrich Proch) — венский композитор и капельмейстер (1809 — 1878). В 1834 г. П. выступил в концерте как скрипач с огромным успехом и поступил в придворный оркестр. П. в особенности пользовался известностью как капельмейстер. В 1837 г. он дирижировал в венском Йозефштадтском театре; с 1840 г. до 1870 гг. он занимал место капельмейстера в придворной опере. Считался образцовым дирижером, в особенности опер итальянских и французских. П. написал более 200 немецких, французских и английских песен, из которых многие сделались очень популярными. Его оперы "Ring und Maske" (1844), "Die Blutrache" (1847), "Der Gef ä rlich" (1848), данные в Вене, успеха не имели.

Н. С.

Прохазка, Антонин

(Procházka) — чешский скульптор. Род. в 1849 г.; учился в мюнхенской и пражской академиях. Кроме бюстов современных чешских деятелей, фигур святых для церквей и надгробных памятников, П. принадлежат аллегорические и исторические барельефы и статуи, исполненные для городского музея в Праге, Пильзенского театра, бюсты Гуса и Фомы из Штитного для пантеона земского музея в Праге, группы для юбилейной пражской выставки 1891 г. и парижской 1900 г.

Прохазка, Арношт

(Procházka) — чешский поэт. Род. в 1869 г. Ему принадлежит ряд статей по западным литературам, рассказов и стихотворений во вкусе импрессионизма и символизма; часть последних собрана в томе "Prostibolo duše" (1894).

Прохазка, Франтишек Серафим

(Procházka) — чешский поэт. Род. в 1861 г. Из его произведений более известны: "Pod základní kámen moravského Pantheonu" (1884), "Pise ň о č inu" (1885 и 1901), "R ůž né zvuky" (1887), "Blesky na horách" (1893), "Jazyk" (1895), "Písni č ky" и "Nov ě j śí písni č ky" (1898— 1899). Дарование П. разнообразно как по настроению, так и по поэтическим формам; чешская критика указывает на влияние Врхлицкого и Св. Чеха.

Прохаска, Георг

(Georg Prochaska) — чешский анатом, физиолог и окулист (1749 — 1821). Имея 18 лет от роду получил степень доктора философии и тогда же приступил к изучению медицины в Праге. Получив степень доктора медицины в 1776 г., сделался помощником профессора анатомии Барта. В 1778 г., после многих анатомических работ, профессор в Вене, но скоро перешел профессором анатомии и глазных болезней в Прагу, где основал замечательный анатомический музей и напечатал много анатомических исследований. В 1791 г. вновь перешел в Вену профессором анатомии, физиологии и глазных болезней, оставаясь в этом звании до 1819 г. П. имел обширную практику по офтальмологии, произвел свыше 3000 операций катаракты и основал в Вене превосходный анатомический музей, купленный у него правительством за 6000 флоринов. В ряду его многочисленных печатных трудов видное место занимают: "Disquisitio anat. physiol. organismi corpor. humani ejusque process. vitalis" (1812). Знаменитый венский анатом Гиртль говорит, что П. был единственный венский анатом, который оставил глубокий и продолжительный след своей научной деятельности. Он был выдающийся мыслитель, и только много времени спустя после его смерти удалось усвоить новые начала, которые он положил в основу изучения науки.

Г. М. Г.

Прохаска, Франциск-Фаустин

(Prochá zka, 1749 — 1809) — чешский писатель. Получил образование у иезуитов в Ичине, поступил в паулинский монастырь в Праге, где, уже священником, читал лекции для клириков и занимался исследованиями родной литературы. После уничтожения ордена, П. был назначаем цензором, директором гимназий пражских и, наконец, директором университетской библиотеки. Литературная деятельность П. на чешском языке: образцовое издание чешской Библии, на основании "братских" библий и трудов его ученого друга Дуриха: "Bibli č eská " (I изд., 1778— 1780 гг.; II изд., 1804 г.); издание старых чешских сочинений на обновленном языке (Далимил, Пулкава, путешествие Префата). Много материалов по истории чешской литературы дает латинское сочинение П.: "De Saecularibus liberalium artium in Bohemia et Moravia fatis co m mentarius" (1782) — история просвещения в Чехии и Моравии — и немецкое: "Miscellaneen der b öhm. und mä hrischen Literatur" (1784 г.) — собрание литературно-исторических монографий.

Н. Я.—в.

Прохирос

(ό πρόχειρος νόμος) — законодательный сборник, изданный в 879 г. Василием I Македонянином; в состав его вошли извлечения на греческом языке из Институций, Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана Великого. Реакция против новшеств иконоборцев выразилась в возрождении Юстинианова законодательства при царях Македонской династии. Однако, старинные юридические памятники, написанные на латинском языке, были непонятны и малодоступны для большинства населения Византийской империи, при том общем понижении образования, которое замечается в смутные VII и VIII века. П. является, таким образом, попыткой приспособить это законодательство к новому времени и облегчить его понимание (см. Византийское законодательство). Издан K. E. Zachariae-von-Lingenthal (Гейдельберг, 1837).

А. Г— б.

Прохладная

— станица Терской области, Пятигорского отдела. Жителей 4865, церковь, школа, камера мирового судьи, почтово-телеграфная контора. Более 60 торгово-промышленных заведений. Базары еженедельно. Виноградники. П. находится в 2 верстах от станции П. (Владикавказской железной дороги).

Прохладные часы

или аптека, врачующая от уныния, составленная из медикаментов старины и новизны, т. е.: философических, критических, рифмотворных, пастушьих и аллегорических веществосновий — ежемесячный журнал, издававшийся в 1793 г. в Москве А. Г. Решетниковым.

Прохлорит

— см. Хлорит.

Проход задний

или порошица (anus) — отверстие, коим открывается задняя кишка наружу. У низших животных, например, у бескишечных, низших червей, отсутствие заднего прохода — признак их низкой организации, а в других случаях отсутствие его может быть явлением вторичным, т. е. происходит вследствие упрощения, под влиянием паразитического образа жизни (как это имеет место у некоторых ракообразных) или даже сидячего образа жизни, как например у плеченогих (см.).

В. М. Ш.

Проход и проезд самовольный

(юрид.) — см. Самовольное пользование.

Проход слуховой

(meatus auditorius) — трубчатый канал, начинающийся наружным слуховым отверстием и заканчивающийся барабанной перепонкой. Стенка П. слухового у человека образована ближе к отверстию хрящом ушной раковины, а глубже — височной костью. Внутренняя поверхность его несет волоски и снабжена трубчатыми железами, выделяющими серу (glandulae ceraminales). Последние представляют видоизменение потовых желез, а самый слуховой проход — видоизменение брызгальца рыб (см. Позвоночные) или передней пары жаберных щелей. То же название носят и отверстия на височной кости, наружное — ведущее в полость слухового прохода (meatus auditorius externus), и внутреннее, находящееся на каменистой части кости и служащее для вхождения слухового нерва (mea tus auditorius internus).

В. М. Ш.

Проходные рубки

— см. Прореживания.

Проходные рыбы

— Этот термин в зоологии употребляется для рыб, проводящих жизнь частью в море, частью во впадающих в него реках, в которые рыбы периодически заходят (преимущественно для икрометания). К таким рыбам относится — осетр, белуга, севрюга, лосось, бешенка, вобла и многие др.

Полупроходными рыбами, по Кесслеру, называются такие, которые живут в устьях рек и заходят в них для икрометания, но их миграции ограничиваются небольшим протяжением.

Н. Б.

Проходящие ноты

— в музыке те, которые не принадлежат гармонии. Они ставятся между двумя различными гармоническими нотами одного и того же голоса, на слабых временах такта и на нотах без акцента. П. ноты должны идти плавно по диатонической или хроматической гаммам, составляя их часть. В первом случае называются диатоническими, во втором — хроматическими. П. ноты бывают восходящие и нисходящие. Хроматические П. ноты пишутся по правилам письма хроматической гаммы. П. ноты применяются в двух, трех и четырех голосах одновременно. При прямом направлении двух голосов с проходящими следует придерживаться движения терциями и секстами, которое не должно быть продолжительно. При проходящих в трех или четырех голосах — два голоса могут идти параллельно, остальные же должны иметь противоположное им направление. П. ноты не должны образовывать параллельных октав и квинт не только с другими проходящими, но и с гармоническими нотами. Во время П. нот не должно звучать в другом голосе удвоение гармонической ноты, в которую идет проходящая. Это удвоение не должно звучать в той же октаве или октавой выше П. нот. Исключение допускается в басу. При хроматических П. нотах не допускается одновременное совпадение ступени в одном голосе и ее хроматического изменения в другом голосе. Применение П. нот к гармонии называется мелодической фигурацией.

Н. С.

Прохождение светил в поле зрения трубы

— Большая часть астрономических наблюдений (см. Практическая астрономия) состоит в определении момента, когда светило проходит через какую-нибудь плоскость, чаще всего через меридиан. Для этого в фокусе астрономической трубы натягивают паутинные нити, несколько (от 5 до 15 — обыкновенно нечетное число) вертикально, и одну или две — горизонтально. Если бы инструмент был точно расположен в меридиане, то средняя из вертикальных нитей и изображала бы меридиан. Вследствие неизбежных инструментальных ошибок (см. Пассажный инструмент) нужно наблюденное П. через среднюю нить исправлять за них. Моменты П. через боковые нити небольшим вычислением приводятся к средней, и тем повышают точность наблюдения. Иногда требуется найти время, когда светило достигает известной высоты над горизонтом; для этого замечают моменты П. через горизонтально натянутые нити. При ночных наблюдениях употребляется двоякое освещение сетки нитей: или освещают все поле зрения, оставляя нити темными; или, что необходимо для слабых звезд, исчезающих на светлом фоне, получают светлые нити на темном фоне. При наблюдениях светил, имеющих диск, как Солнце, Луна, планеты, замечают моменты касания нити к обоим краям диска. Самые моменты П. определяются: 1) непосредственно сравнивая их на слух и глаз с ударами маятника часов; таким "слуховым" способом, при навыке, можно замечать П. звезд, не слишком близких к полюсу, с точностью до 0,1 секунды; 2) замыкая клавишей в момент П. электрический ток и тем производя телеграфный сигнал на особом приборе (см. Хронограф). Точность этого "регистрирного" метода выше слухового, и, кроме удобства, он представляет еще то достоинство, что значительно уменьшает систематическую личную ошибку наблюдателя (см. Ошибки). Вообще, точность наблюдений П. зависит от скорости движения звезды, т. е. от расстояния ее до полюса. В среднем за величину вероятной ошибки наблюдения П. на одной нити можно принимать:

Прохождение светил в поле зрения трубы

где a около 0,07 s для слухового и 0,05 s для регистрирного способа, b = 3,2, n — увеличение окуляра трубы, δ — склонение светила. Например, при n = 120, для экваториальной звезды v = 0,08s; для Полярной v = 1,2s. Недавно механик Репсольд предложил наблюдать П. без сетки нитей: наблюдатель с помощью микрометрического винта заставляет подвижную нить неотступно следить за звездой; контакты, расположенные на барабане винта производят автоматическое смыкание тока и тем заменяют неподвижные нити. Относительные достоинства этого способа еще не вполне выяснены.

В. С.

Прохождения планет через диск Солнца

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прохор, епископ ростовский

(† в 1328 г.). До посвящения в епископы (1311) был архимандритом Ярославского Спасо-Преображенского монастыря; основал Толгскую обитель (1314), спас Ростов от нашествия Ахмыла (1322) и составил краткое житие св. Петра митрополита (напечатанное в "Материалах для истории русской церкви", Харьков, 1862) и канон ему.

Ср. "Иерархи Ростовско-Ярославской паствы" (Ярославль, 1864) и Филарет, "Обзор духовной литературы" (ч. I, СПб., 1884).

Прохор, один из семи диаконов

(Деян., VI, 5), сопутствовал апостолу Петру, а затем св. Иоанну Богослову и участвовал в его апостольских трудах; был первым епископом в Никомидии, вифинском городе, и проповедовал учение Христово в Антиохии, где и скончался мученически. Память П. 4 января и 28 июля.

Прохор, преподобный отец печерский

— смоленский уроженец, постриженный при игумене Иоанне. Любя воздержание, П. лишил себя ржаного хлеба, а вместо него собирал лебеду, растирал ее, пек себе хлеб и тем питался. Кроме просфоры церковной и хлеба из лебеды (за что был прозван Лебедником) П. не вкушал ничего, ни овощей, ни вина. В княжение Святополка Изяславича, после сильных междоусобий, наступил голод. Лебеды родилось очень много. Собирая лебеду и приготовляя из нее хлеб, П. раздавал его всем голодным, и хлеб его оказался приятным на вкус; но тот же хлеб, если брали его тайно у П., оказывался горьким и черным. Когда, вследствие войны между князьями, прекратился привоз соли, П. собрал золу из всех келий и раздавал ее нуждающимся; она оказывалась чистой солью. Князь Святополк, желая воспользоваться народным бедствием для своего обогащения, послал отнять соль у П., но отнятая соль оказалась золой, и ее выбросили. По наставлению П., нуждающиеся стали подбирать пепел, выброшенный князем, и он оказался для них солью. Узнав, как П. делал хлеб из лебеды и соль из пепла, князь Святополк стал питать великое уважение к П. П. скончался в 1107 г.; согласно заключенному между ним и Святополком договору, князь своими руками перенес П. в пещеру. Мощи П. почивают в Антониевой пещере; память его 10 февраля.

Прохоров

(Василий Александрович, 1818 — 1882) — археолог. Сын священника Орловской губернии, воспитанник херсонской духовной семинарии и спб. академии художеств; по окончании курса в последней — преподаватель истории в морском кадетском корпусе до 1857 г., когда вышел в отставку и, посвятив себя всецело изучению древнего быта русского народа, справедливо заслужил известность, по словам Костомарова, "скромного, но полезного и почтенного археолога". В бытность преподавателем истории древнерусского искусства в академии художеств (с 1860 г.), П. устроил в последней древнехристианский музей, которого и был много лет хранителем, и первый в России — русский бытовой, а при географическом обществе — этнографический музей. С 1862 по 1871 гг. (с перерывами) он издавал художественно-археологический журнал: "Христианские древности и археология", главное достоинство которого заключалось в богатстве рисунков, изображающих древние памятники Византийского искусства и произведения киевского, новгородско-псковского, владимирского и московского старинного зодчества. При этом с 1871 по 1877 гг. П. выпустил отдельным изданием "Русские Древности" (2 т.). Кроме небольших статей в тех и других, П. принадлежат монографии: "Описание церкви св. Георгия в Рюриковой Староладожской крепости" (со множеством рисунков; 1871) "Материалы при исследовании истории архитектуры в России", заключающие подробную историю древнерусской архитектуры; "Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной" (1881; продолжение этого труда предпринято сыном П. в 1884 г.) и "Болгарские раскопки близ Эски-Загры" (1882). Из статей П. наиболее ценны: "Две плитки с загадочными монограммами и изображениями" ("Известия Императорского Археологического Общества", 1862, т. IV), "О древних саблях с греческими, славянскими и другими надписями" (СПб., 1878, брошюра), "Очерк истории византийского искусства и обзор русской архитектуры" ("Труды 3-го Археологического Съезда", т. I), "О раскопке курганов близ Бологова" ("Сборник Археологического Института", 1880, кн. 3), "О древнем деревянном храме в Ребольском погосте Тихвинского уезда Новгородской губернии" (СПб., 1881, брошюра). Ко времени преподавательской деятельности П. в морском корпусе относятся его труды: "Краткий очерк всеобщей истории для воспитанников морского кадетского корпуса" (СПб., 1851—57, 2 вып.) и "Науки в игрушках, развивающие умственные способности и познания детей" (живописное издание с объяснительным текстом, 2 ч., СПб., 1867). С 1854 по 1857 гг. он заведовал редакцией "Журнала общеполезных сведений".

Ср. П. Костомаров, "В. А. Прохоров и его археологическая деятельность" ("Новое Время", 1882, 16 февраля); "Историческая записка о деятельности Императорского московского археологического общества" (М., 1890) и В. Стасов, "В. А. Прохоров" ("Вестник Изящных Искусств", 1885).

Прохоровка

— село Полтавской губернии, Золотоношского уезда, значительная пристань на реке Днепре (на левом берегу, в 10 верстах ниже города Канева). Жителей до 2000. Торговое значение П. возрастает.

Прохус

— см. Ваза.

Процеживание

(фильтрование) — см. Выжимание, Лаборатория.

Процельные позвонки

(vertebrae procoelae) — имеют вогнутую поверхность спереди и выпуклую сзади. Они свойственны большинству бесхвостых амфибий и рептилий.

В. М. Ш.

Процент, в экономике и с юридической точки зрения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Процент, сотая часть числа

— Если, например, в городе 45 тысяч жителей, то 450 человек составляют один П. населения. Предположим, что на какое-нибудь предприятие истрачено 20 тыс. руб. и чистого дохода получено 3 тыс. руб. В этом случае доход составляет 15/100 частей капитала или 15 П., что, обыкновенно, обозначают так: 15%. Если не желают участвовать в рисках предприятия, то дают деньги взаймы, довольствуясь небольшим доходом, получая, например, 4% или 5%. Это значит, что в продолжение года доход составляет 4/100 или 5/100 частей капитала, отданного взаймы. Этот доход называется процентными деньгами. В обыденной речи употребляют выражение "получать проценты" вместо правильного "получать процентные деньги".

Д. С.

Процесс гражданский

— см. Гражданский процесс.

Процесс уголовный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Процессия

(от латинского procedere — двигаться вперед) — в широком смысле всякое вообще торжественное и общественное шествие многих лиц, в частности же — торжественное шествие духовенства с различными священными предметами, как то: образами, крестами, евангелием, хоругвями и т. д. и с пением священных песней и молитв, совершаемое из какой-нибудь церкви по улицам города или из монастыря к какому-нибудь определенному пункту, например месту явления св. иконы, кончины угодника и т. д. При этом перед храмами и другими достопримечательными местами шествие останавливается — совершается краткое молебствие (лития, литания). Особенной торжественностью отличаются П. в католической церкви. В православной церкви главнейшие П. связаны с воспоминаниями и событиями из земной жизни И. Христа, например, выход "на Иордан" с водосвятием в память крещения И. Христа от Иоанна, ход с плащаницей в память погребения И Христа, шествие со свечами вокруг церкви во время светлой заутрени и в следующие дни в память воскресения Христова и т. д.; остальные же, так называемые крестные ходы приурочены к известным дням и совершаются между известными пунктами в память различных в том или другом отношении важных событий в жизни всего народа или только данной местности. Таковы, например, в Петербурге торжественный крестный ход по Невскому проспекту из Казанского собора в Александро-Невскую лавру в память перенесения мощей св. Александра Невского, крестные ходы из разных церквей по своим приходам в память прекращения холеры и т. д. В древней Руси особой торжественностью отличалось уничтоженное впоследствии Петром I "шествие на осляти" (в память входа И. Христа в Иерусалим), когда патриарх восседал на "осляти", а царь, поддерживаемый под руки боярами, вел этого "осля" за снурок под устцы. П. религиозного характера получили свое начало еще в языческое время и перешли незаметно в христианскую церковь, в которой были во всеобщем употреблении уже в IV столетии, но в V и VI столетиях стали принимать более правильный и строгий характер и приурочиваться к известным дням. В настоящее время религиозные процессии в некоторых странах подвергаются ограничению. Так, не только в некоторых протестантских государствах, например в Саксонии, не разрешается католикам свои П. совершать по улицам городов, но даже и в католических странах кое-где они ограничиваются пределами церкви и церковной ограды. П. светские на Западе устраиваются представителями цехов в дни цеховых праздников; устраиваются факельные шествия (Fakelzug) в честь разных событий или лиц и т. д. Особенный характер принимают различные процессии во время карнавала (см.) в Италии и Франции.

Процессуальное отношение

или процессуально-правовое отношение. — Подобно тому, как догматическое изучение гражданско-правовых норм отливается в изучение юридических отношений (см.) между лицами, для которых из норм вытекают правомочия (притязания) и обязанности, — в современной процессуальной литературе со времени появления монографии Бюлова: "Die Lehre von den Processeinreden u. die Processvoraussetzungen" (Giessen, 1868) образовалось направление, стремящееся отлить догматическое изучение гражданского судопроизводства (процесса) в форму изучения юридических отношений сторон и суда между собой, образуемых нормами, определяющими их деятельность, т. е. права и обязанности при ведении процесса. Каждый гражданский процесс теория рассматривает как особое процессуально-правовое отношение между судом и сторонами, завязывающееся исполнением необходимых законных предположений процесса и возражений против него со стороны истца и ответчика. Исполнение указанных законом действий со стороны истца и наличность в них законных предположений процесса, с точки зрения теории, обязывает суд предпринять со своей стороны ряд действий и дает ему ряд прав по отношению к истцу; то же имеет место и по отношению к ответчику. Основанное таким образом П. отношение между сторонами — участниками процесса, распадающееся на ряд отдельных действий и отношений, но связанное единством материально-правового отношения, лежащего в основании спора, движется по определенному порядку, родя новые законные связи между сторонами, пока не заканчивается приговором и исполнением решения (см. Гражданский процесс). Теория имеет практическую цену, так как дает возможность, сохраняя единство процесса, изучить каждую отдельную стадию процесса с точки зрения поведения в ней суда и сторон, иначе говоря, выясняет субъективные права и обязанности участников процесса в каждый данный момент и указывает правомерный путь действия каждого из них. Изучение процесса принимает таким образом вид системы субъективных прав и обязанностей, вытекающих из процесса для сторон, или системы взаимных их притязаний друг к другу, обусловленных возбуждением процесса. Но научно-философского значения теория не имеет никакого, так как она имеет дело лишь с внешними моментами деятельности сторон, а не с внутренними факторами, создающими самую структуру процесса в каждый данный момент и вызывающими ту или иную организацию судов. В подробностях теория очень спорна, и, прежде всего, по отношению к составным элементам П.-правового отношения: субъектам его, объекту и отдельным притязаниям, вытекающим из него.

Подробный разбор теории и литературу, к ней относящуюся, см. в книге Нефедьева, "К учению о сущности гражданского процесса" (Казань, 1891) и ст. Гражданский процесс.

В. Н.

Процессуальное преемство

— замена тяжущихся лишь при ведении процесса их законными правопреемниками. Оно наступает: 1) вследствие смерти истца и ответчика, приостанавливающей процесс за неимением тяжущейся стороны и дающей право оставшейся стороне просить о назначении опекуна к имуществу умершего для представительства его в процессе, если у имущества нет наследников; в этом последнем случае наследник есть и законный преемник процессуально-правового отношения (ст. 681 и сл. Устава гражданского судопроизводства). 2) Вследствие перехода спорных материальных прав и обязанностей к другим лицам по добровольному соглашению между ними на основании общих гражданско-правовых норм о преемстве в праве (см.) или принудительного — вследствие принудительного отчуждения имуществ истца или ответчика другому лицу. В этом случае различают преемство: а) на стороне истца: новый приобретатель права может продолжать в этом случае процесс, но ответчику принадлежит право просить суд о привлечении первоначального истца к делу в качестве третьего лица; б) на стороне ответчика: если имущество переходит к новому лицу, то истец может просить суд о замене старого ответчика новым приобретателем и продолжить процесс со старым ответчиком и просить о привлечении нового к делу в качестве третьего лица. 3) Вследствие наступившей во время процесса неспособности одного тяжущегося к процессу (сумасшествие). В таком случае процесс, как и в случае смерти, приостанавливается, и вместо неспособной стороны выступают его опекуны. При несостоятельности, ведение процесса переходит к конкурсному управлению.

Ср. Малышев, "Курс гражданского судопроизводства" (I, § 49).

В. Н.

Процион

— звезда 1-й величины, светло-желтая, наиболее яркая в созвездии Малого Пса (α Canis minoris). Спектр П. составляет переход от I типа спектров ко II типу (см. Спектры звезд); параллакс П. около 0,25". На основании неравномерности собственного движения П., Бессель в 1844 г. предположил существование темного спутника. Этот спутник открыт, в виде крайне слабой звездочки, на расстоянии 4,5" от П., Шеберле в ликской обсерватории, в 1896 г. (ср. Сириус).

В. С.

Прочес

или ватка — см. Кардование.

Прочида, Джованни

(da Procida, pод. около 1225, умер после 1299 г.) — сицилийский государственный деятель, родился в Салерно. В ранней юности проникся идеями гибеллинов. Изучал медицину в салернской школе и, но преданию, был врачом Фридриха II и Манфреда. При этом государе он достиг очень значительной власти. О нем упоминается, как о правителе острова П., Трамонте, Кайино и баронии Пистилионе. Позднее П. вступил на службу к Карлу Анжуйскому. После падения Конрадина, он пытался произвести переворот в свою пользу, но неудачно и был приговорен к изгнанию с конфискацией всех владений (1270). С этих пор П. не покидала мысль о низвержении Карла Анжуйского. Существует предположение, что у них были личные счеты, вызванные оскорблением жены П. Двенадцать лет подготовлялся план мщения. Изгнанный из Калабрии и Сицилии, П. поселился в Арагонии и, когда Петр III, женатый на дочери Манфреда, наследовал престол отца (1276), стал подстрекать его предъявить права на корону Сицилии. Замыслам П. благоприятствовали дурное отношение к Карлу папы Николая III и то, что Карл угрожал императору Михаилу Палеологу намерением восстановить латинскую империю в Константинополе. Для переговоров с Палеологами П. решился отправиться в Константинополь и по дороге завернул в Сицилию. Ход и развитие так называемого заговора П. мало известен. Во всяком случае, этот заговор не был прямой причиной того, что произошло три года спустя, и его надо строго разграничивать от неожиданного события, известного под именем "Сицилийской вечерни" (1282). Роль П. в этом деле ограничивалась возмущением Сицилии против Карла Анжуйского и посредничеством в сношениях греческого императора с королем Арагонии. Во время "Сицилийской вечерни" (см.) П. не было в Палермо — он явился туда несколько месяцев спустя, когда Петр Арагонский был уже провозглашен королем.

Ср. De Renci, "Il Secolo XIII e Giovanni da P." (Неаполь, 1860).

Прочида, остров

(Procida, в древности назывался Prochyta) — остров в Тирренском море, между островом Иксией и Неаполем, отделяется от мыса Мизено Прочидским каналом (3 км ширины); 4 кв. км и около 10000 жителей. Остров вулканического происхождения, очень плодороден. Вино, оливковое масло, южные фрукты. Население занимается изготовлением парусов, рыбных консервов (сардины, тунцы), ловлей кораллов. Главный город — Санцио Каттолико. Гавань, мореходная школа; в 1894 г. вошло 271 судно с 7767 тонн.

Прочная желть, синь

— см. Краски органические искусственные.

Прочная зелень

— см. Зеленые краски.

Прочноокопская

— станица Кубанской области, Лабинского отдела. Жителей 5729, церковь, 2 школы, войсковая больница; врач, торгово-промышленных заведений 24, фабрик и заводов 21.

Прошедшее время

(грамм., латинский термин praeteritum) — общий термин для обозначения тех глагольных форм, которые представляют действие, обозначаемое глагольной основой, уже совершившимся. Сравнительное языкознание показывает, что единственным признаком П. времени в индоевропейских языках было так называемое приращение, т. е. наречие * é = (санскр. á=, греч. έ=), ставившееся перед глагольной формой и указывавшее, что действие, ею выражаемое, должно быть отнесено к прошедшему времени. Это приращение, по-видимому, имело значение "прежде, раньше". П. время, образуемое при помощи приращения от глагольных основ различного видового значения (несовершенного, совершенного и перфектного видов), приняло различные оттенки значения, которые получили особые названия, как отдельные виды П. времени. Таковы: преходящее (imperfectum), аорист и давнопрошедшее (plusquamperfectum). Преходящее есть П. время несовершенного вида, аорист — совершенного и давнопрошедшее — перфектного (результатного). Таково состояние санскритского и греческого языков. В некоторых языках, как в латинском, современном немецком и др., давнопрошедшее время получило особое значение. Оно обозначает прошедшее действие, предшествующее другому прошедшему действию. Это значение возникло из сочетания предложений. Так как давнопрошедшее часто употреблялось таким образом, что выражаемое им действие по смыслу должно было предшествовать действию, выраженному в другом предложении П. временем, то и за самой формой давнопрошедшего времени укрепилось значение прошедшего действия, предшествующего другому прошедшему. Первоначально такое отношение прошедших действий друг к другу в формах П. времени вовсе не выражалось. О значении отдельных П. времен см. под соответствующими словами.

Д. К.

Прошение исковое

— см. Иск.

Прошение на Высочайшее имя

— см. Всеподданнейшие прошения и жалобы.

Прошивень

— см. Ковка.

Прошивки

— так называются ажурные узорчатые ленточки, вшиваемые или нашиваемые для украшения на белье, платье и другие вещи домашнего обихода. П. представляют из себя полоски кружева, ручного или машинного плетения, а также вязанного тамбуром, или же полоски тонкой бумажной ткани (кембрик), вышитые механическим способом. От П. отличаются обшивки тем, что у последних с одной стороны имеются фестоны, между тем как у П. оба края прямые.

С. Г. Δ .

Прошовице

(Proszowice) — посад Меховского уезда, Келецкой губернии, на Висле; замечателен своими живописными окрестностями. Жителей 3 тысячи.

Прошьяц

(Перч) — армянский романист, род. в 1837 г.; образование получил в тифлисской нерсесьянской духовной семинарии. В начале 60-х годов П. сделался членом редакции журнала "Крунк"; в 1860 г. появился его первый роман "Сос и Вартитэр", написанный на аштаракском диалекте и обративший на себя общее внимание; в 1872 г. стал принимать участие в только что основанной газете "Мшак", но вскоре разошелся с редактором (Арцруни); в 1877 г. вступил в состав редакции одного из лучших армянских журналов "Порц" (1876—81 гг.). Вместе с тем П. занимался и педагогической деятельностью — в Шуше, Тифлисе и др. местах; теперь состоит преподавателем армянского языка в нерсесьянской семинарии. Горячо сочувствуя идее основания постоянного армянского театра, П. в 1863 г., вместе с артистом Америкьяном, стал во главе драматического кружка, оставившего заметный след в истории армянской сцены. Не раз П. приходилось терпеть нужду, чуть не голодать, особенно в конце 60-х гг., когда происки врагов лишили его места, и он должен был заниматься фотографией. П. написал романы: "Из-за хлеба", "Яблоко раздора", "Шаген", "Цецер" (1889), много рассказов и повестей, публицистических статей, переводов и т. д. Главная сфера наблюдений П. — крестьянская среда; он знает, как никто, жизнь армянской деревни и описывает ее с гуманным чувством и видимой симпатией к народу. Его можно назвать романистом-этнографом; в романах "Сос и Вартитэр" и "Из-за хлеба" описаны почти все деревенские праздники, полевые работы, сбор податей, сельский сход, народные игры. П. не закрывает глаза на темные стороны крестьянской жизни, выводит кулаков, кабатчиков, эксплуататоров, плутоватых старост и заправил общины, но, наряду с этим, в ранних произведениях П. заметна иногда некоторая наклонность к идеализации и сентиментальности. Произведения П. написаны очень картинным и выразительным, иногда истинно-поэтичным новоармянским языком.

Ср. ст. Карамьяна — "Перч П. и его романы", в журнале "Мурч" (1889, по-армянски), и этюд М. Берберьяна о П. в 1 томе сборника "Армянские беллетристы" (М., 1893; там же перевод 2-х глав из романа "Сос и Вартитэр" и 3-х глав из романа "Из-за хлеба"). Последний роман переведен и по-немецки, под названием "Sako" (5-й и 6-й вып. "Armenische Bibliothek").

Ю. Веселовский.

Прощеное или прощальное воскресенье

— воскресенье Сырной недели, в евангельском (Матф., VI, 14—21) и апостольском чтениях (Римл., XIII, 11—XIV, 4) которого церковь предлагает свои наставления касательно поста. Он должен начаться прощением людям их согрешений и отвержением дел тьмы и состоять в нелицемерном, перед очами Отца Небесного, исполнении правил пощения и "неосужденном" отношении к ближним. На этом основывается обычай испрашивать прощение друг у друга, равно как ходить на могилы умерших для этой же цели.

Проявление фотографических изображений

— см. Фотография.

Пртхи

(санскр. Pŗ thî) или Пртхи-вайнья (P.-vai ņya), т. е. П., сын Вены — мифическое лицо, упоминаемое в Ригведе, как автор одного из гимнов. В Атхарваведе П. доит землю, дающую людям земледелие и зерновой хлеб. В Шатапатха-брахмане он является уже первым царем из людей, а в Махабхарате близкое имя Пртху носит один из царей солнечной династии. Эти скудные данные в пуранах разрастаются в целую легенду, в которой П. является сыном Вены, первым царем на земле, которая от него получила имя Пртхиви (см.). Мудрецы-рши поставили Вену царем земли, но он был зол и нечестив и запретил жертвоприношение и поклонение богам. Тогда рши забили его насмерть листьями святой травы. Смерть царя вызвала смуты, и мудрецы решили потереть бедро мертвого царя, чтобы получить от него сына. Из бедра вышел человек черный, как обожженное полено, с плоским лицом и необыкновенно коротким туловищем, который оказался диким Нишадой, обладающим всеми недостатками покойного царя. Тогда брахманы потерли правую руку тела, и из нее вышел великий П., блестящий телом, подобно богу Агни. Его рождение обрадовало все живущее и освободило Вену из ада, откуда он вознесся на небо. Подданные П. тем временем изнывали от голода и просили у него сдобных растений, задержанных землей. П. схватил свой лук, а земля, принявшая вид коровы, видя, что не может спастись от него, обещала дать все необходимые плоды, если ей будет дан теленок, при помощи которого она будет в состоянии выделять молоко. Тогда П. сделал Ману Сваямбхуву теленком и подоил землю в свою собственную руку для блага человечества. С этих пор земля дает людям всякие хлеба и растения. Оставив жизнь земле, П. сделался как бы ее отцом, откуда и ее имя Пртхиви (см.). По мнению Вильсона, вся эта легенда о доении земли представляет последующее изменение первичной простой аллегории, олицетворявшей землю в виде коровы, дающей всем существам желаемое ими молоко, т. е. предмет их желаний вообще.

С. Б—ч.

Пртхиви

(санскр. Pŗ thivî = широкая) — под этим именем олицетворяется в ведийской мифологии земля, прославлению которой посвящено по одному гимну в Ригведе и Атхарваведе. Олицетворение это, однако, еще довольно слабо, и качества богини П., в общем, те же, что и земли, как физического тела: она изобилует возвышенностями, носит на себе тяжесть гор и поддерживает на своем лоне деревья лесов; оживляет почву, рассеивая дождь и заставляя его изливаться с неба молниями своих облаков. Она велика, тверда и блестяща. П. называется также "ласковой матерью землей", и к ней призывается в одном похоронном гимне умерший. Она, обыкновенно, прославляется вместе с небом-Дьяушем (откуда двойное имя: dy âvâp ŗ thivî), причем получает эпитет "матери", а Дьяуш — "отца". В ведах имя П. производится от корня prath — распростирать, тогда как в пуранах рассказывается, что земля получила свое имя от мифического лица Пртху, даровавшего ей жизнь и ставшего таким образом ее отцом. Очевидно, эта позднейшая легенда есть одно из проявлений лингвистического творчества на почве народного словопроизводства.

С. Б—ч.

Пртху

(санскр. Pŗthu) — cм. Пртхи.

Пру, Антонин

(Proust) — французский политический деятель и публицист, родился в 1832 г. в семье английского происхождения, выступил в литературе описаниями путешествий, в 1860—63 гг. сотрудничал в "Courrier du dimanche" под псевдонимом Antonin Barth é lemy, а в 1864 г. основал в Брюсселе либеральную "La Semaine universelle", в которой жестоко нападал на империю. В 1865 г. П. был осужден за ряд статей о революции в "M émorial des Deux Sèvres". В 1870 г. П. сопровождал рейнскую армию в качестве корреспондента "Temps" и после падения Наполеона был секретарем Гамбетты. Заслуги его по организации обороны велики, особенно после удаления Гамбетты из Парижа; он создал так называемый легион Сены-Уазы. В 1871 г. оставил свой пост при министерстве и вступил в редакцию "R épublique Franç aise", одним из основателей которой он был. В 1876 г., избранный членом палаты депутатов, он был неоднократно докладчиком по делам внешней политики. В кабинете Гамбетты 1884 г. П. заведовал нарочно созданным для него министерством изящных искусств. В сессию 1881—85 гг. П. выступал несколько раз в видных ролях: он был докладчиком бордосского трактата, подтвердившего тунисский протекторат, и председателем комиссии тяньцзинского договора. Позже П. оказался причастным к "панаме", был привлечен к суду за взятки, но оправдан присяжными. С тех пор политической роли не играл. П. напечатал: "Les beaux-arts en Angletterre" (Ла-Рошель, 1862), "Un philosophe en voyage" (под псевдонимом A. Barthé lemy, П., 1864), "Chants populaires de la Gr èce moderne" (1866), "Les beaux-arts en province" (1867), "La division de l'impôt" (1869), "La justice révolutionnaire à Niort" (2 изд., 1874), "La d émocratie en Allemagne" (1872), "Le prince de Bismarck, sa correspondance" (1876), "L'art sous la Ré publique" (1691). Кроме того, в 1890 г. П. издал роскошный труд: "L'art fran çais, 1789—1889".

Пру, Луи-Жозеф

(Proust; в некоторых учебниках Прут) — французский химик (1754 — 1826 г.). Знакомство с приготовлением химических, а особенно фармацевтических препаратов П. приобрел с детства, занимаясь в аптеке своего отца. Прибыв в Париж с целью усовершенствования в приготовлении фармацевтических препаратов, П. по конкурсу получает место главного фармацевта при госпитале (Сальпетриере), затем профессора в учреждении, называемом музеем и впоследствии сделавшимся лицеем королевского дворца, но отказывается в пользу Пилатра де-Розье. Вскоре П. переселился в Испанию, где состоял профессором химии в артиллерийской школе в Сеговии и затем управлял лабораторией в Мадриде. В 1799 г. П. выделил сахар из винограда, и описывал все свойства сахара. После 1808 г., П. удалился в Краон, а потом в Майнц. В 1816 г. П. избран в члены академии наук, но остался в Краоне, до 1817 г., когда переселился в Анжер. Основной характеристикой умственной деятельности П. является ее обобщающаяся способность. Фактическая сторона химических знаний была уже сравнительно обширно развита, обобщающих же идей было мало. Из бесконечного числа химических превращений выделялись как наиболее характерные — реакции, идущие до конца, с образованием определенных химических соединений. П. отметил определенность состава каждого химического соединения и установил понятие об эквивалентности. Ему пришлось иметь здесь дело с очень сильным противником в лице Бертоле, исходившим из верной основной идеи (закона действия масс, см. Пределы химических реакций), по которой образование определенного химического соединения является функцией физических условий и не является чем - то, присущим природе реагирующих веществ. Живая логика, уменье пользоваться слабыми сторонами противника, а равно еще не вполне достаточное количество опытного материла склонили победу на сторону взглядов П. Второе учение, с которым соединено имя П., есть основание идеи о происхождении химических элементов от одного — "prima materia". Сравнивая атомные веса элементов с атомным весом водорода, П. заметил, что эти атомные веса являются кратными числами от атомного веса водорода и заключил, что наблюдаемое расхождение является лишь результатом неточности опытов. Последнее мнение уже опровергнуто новыми и точными опытными данными, но идея о возможности "первичной материи" живет и поныне. Мемуары П. помещены в "Journal de physique", "Annal. de chimie et de physi que", "Recueil des savants é trangeres de l'Institut" и др.

Пругавин Александр Степанович (дополнение к статье)

— писатель. Его новейшие труды: " Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости " (СПб., 1903); " Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола " (М., 1904); " Религиозные отщепенцы " (2 вып., СПб., 1904); " Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством " (М., 1905); " Раскол и сектантство в русской народной жизни " (М., 1905).

Пругавин, Александр Степанович

— публицист-этнограф. Род. в 1850 г. в Архангельске, обучался в местной гимназии и Петровской земледельческой и лесной академии, но курса в ней не окончил из-за участия в студенческих волнениях. До 1879 г. должен был жить в Архангельской и Воронежской губерниях. Столкновения и знакомства с многочисленными последователями разных сект на крайнем севере возбудили в П. желание заняться изучением последних, и результатом этого изучения была его 1-я печатная статья: "Знаем ли мы раскол?" (в "Неделе", 1877, №№ 49 и 50, под псевдонимом Борецкого), за которой последовал ряд других, напечатанных в "Голосе", "Новом Времени", "Русском Курьере", "Стране", "Русской Мысли", "Вестнике Европы", "Русских Ведомостях", "Историческом Вестнике", "Неделе" и др. Наиболее замечательные из них: "Еретики" ("Голос", 1880, №№ 227, 229 и 234; этой статьей П. вызвал участие к узникам в некоторых высокопоставленных лицах и, особенно, в великом князе Константине Николаевиче, благодаря чему состоялось Высочайшее повеление об освобождении Адриана Пушкина, 15 лет проведшего в полном одиночном заключении на одном из Соловецких островов, и трех старообрядческих епископов из тюрьмы суздальского монастыря), "Шлиссельбургская крепость" ("Русская Мысль", 1880, № 12), "Раскол и его исследователи" (ib., 1881, № 2), "Значение сектантства в русской народной жизни" (ib., 1881, № 1), "Алчущие и жаждущие правды" (ib., 1881, №№ 10 и 12 и 1882, № 1; статья эта посвящена изучению секты "сютаевцев", в Тверской губернии, и обратила на себя внимание как в России, особенно графа Л. Н. Толстого, так и за границей. М. де Вогюе на основании ее написал большую статью о Сютаеве в "Revue des deux mondes", 1883, № 1), Соловецкие узники" (ib., 1881, № 11), "Генерал Пашков и его проповеди" ("Новое Время", 1880, № 1413), "Привилегированное сектантство" и "Религиозные кружки в СПб." ("Голос", 1882, №№ 67, 74, 87 и др.), "Пашковцы" ("Русская Мысль", 1884, № 5 — о Пашкове и пашковцах П. первый поднял вопрос в печати), "Немоляки" ("Вестник Европы", 1883, № 2), "Уральское старообрядчество" ("Голос", 1883, №№ 33 и 37), "Чернокнижники" ("Русские Ведомости", 1883, №№ 151 и 152), "Губернаторское описание Выгорецкого общества" ("Исторический Вестник", 1883, № 8), "Русские сектанты до закона 3 мая 1883 г." ("Русская Мысль", 1883, №№ 10 и 11), "Штунда в Орловской губернии" ("Русские Ведомости", 1804, №№ 63 и 70), "Вредные секты. Очерки уральского сектантства по официальным данным" ("Русская Старина", 1884, №№ 3 и 4), "Духовно-библейское братство. Очерки еврейского религиозного движения" ("Исторический Вестник", 1884, №№ 11 и 12), "Граф Лев Николаевич и Сютаев" ("Неделя", 1885, № 39, под псевдонимом Борецкий) и "Религиозные кружки в Москве" ("Северный Вестник", 1887, № 2). Две попытки П. собрать свои статьи по расколу в отдельном издании окончились неудачей. Книга "Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства" (СПб., 1882) уничтожена по постановлению комитета министров; книга "Отщепенцы. Староверы и нововеры. Очерки из области религиозно-бытовых движений русского народа" (СПб., 1884) уничтожена по требованию духовной цензуры. Появилась в отдельном издании из работ по П. расколу только "Раскол — сектантство. Материалы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа. Выпуск I. Библиография старообрядчества и его разветвлений" (М., 1887). В своих трудах о расколе, П. ратовал за "безусловную веротерпимость и полную равноправность" раскольников и доказывал "тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до правового и экономического положения народа". Не имея возможности продолжать далее исследования сектантства, П. обратился в 1888 г. к изучению грамотности в нашем простом народе и по этому вопросу отдельно издал: "Программу для собирания сведений о том, что читает народ" (М., 1888; 2 изд., 1891); "Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения" (М., 1890, 2 изд., 1895; это обширная книга, в которую вошли чрезвычайно ценные статьи о вольных крестьянских школах, о лубочной литературе, о публичных чтениях для народа и т. д., печатавшиеся ранее в разных повременных изданиях, преимущественно в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли"); "Законы и справочные сведения о начальном народном образовании" (СПб., 1898).

Предыдущая страница Следующая страница