Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 62, Пос)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 62, Пос)

Предыдущая страница Следующая страница

Посилье

(стар.) — тяглый жеребий, от величины которого зависел размер лежавших на нем податей и повинностей. Иногда в грамотах вместо П. встречается выражение: "владение", под которым разумеются земли, угодья, дворы, лавки и даже промыслы. От слова П. получили название посильные купчие и посильные данные, XV и XVI вв., которыми передавались имущества из рук в руки.

Посин

— священномученик, епископ лионский (лугдунский); пострадал во время гонения, воздвигнутого в Лионе на христиан в 177 г. Девяностолетний П. после истязаний брошен был в тюрьму, где через два дня скончался. Память П. 23 августа.

Посинь

— местечко Витебской губернии, Люцинского уезда, в 40 верстах от уездного города, при реке Синсихе. Церкви православная и католическая. Лавки. Жителей 300.

Посконник

(Eupatorium L.) — громадный род растений из семейства сложноцветных (Compositae), подсем. Eupatorieae, насчитывающий до 400 видов, растущих преимущественно в тропической Америке; два вида встречаются в тропической Африке и четыре — в Европе и Азии; в Европейской России — один вид (Eup. cannabinum L.). Виды П. — многолетние травы, полукустарники или кустарники, покрытые супротивными, кольчатыми или попеременными листьями; листья цельные, зубчатые по краю, иногда рассеченные и пальчатые. Головки мелкие или средней величины, собранные большей частью в густые щитки или метелки. Обвертка удлиненная, яйцевидная, колокольчатая или полушаровидная, из черепитчатых, почти одинаковых листков. Общее цветоложе голое и только у семи видов (одного рода Hebecliuium) волосистое. Цветки все трубчатые, белые, розовые или красные; у одних видов немногочисленные, у других многочисленные (до 100); семянка пятигранная, с притупленной верхушкой и хохолком из жестких щетинок. Столь обширный род естественным образом распадается на секции числом до 8. Eup. cannabinum L. (П., седаш, водяная конопля, шапошник) многолетняя трава, растущая по болотистым местностям, между кустарниками и развивающая ветвистые стебли до 1,5 м высотой, с супротивными тройчатыми листьями: мелкие головки, 4 — 6 розоватых цветков собраны в густое соцветие. Этот вид иногда разводится как декоративное растение, а в народной медицине употребляется от скорбута, желтухи и поноса. В культуре известно несколько американских видов.

С. Р.

Посконь

— см. Конопля.

Поскочин

(Лев Миронович) — стольник, автор важной для истории Верхотурского уезда дозорной книги 1680 г. В "Обозрении столбцов и книг Сибирского приказа", Н. Н. Оглоблина (М., 1895), впервые указано вкратце содержание этой книги. Отрывки и извлечения из нее см. в "Пермской Летописи", Шишонко (т. III и IV), и в "Пермской Старине", Дмитриева (вып. VII, 1897). П. составил еще описания Тюменского у. и тюменского Преображенского м-ря, также относящиеся к 1680 г. и хранящиеся в Моск. архиве министерства юстиции.

Послание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Послания апостольские

— название ряда новозаветных творений, принадлежащих различным апостолам. Таких творений, или книг, помещаемых в Новом Завете вслед за книгой Деяний Апостольских, 21: 2 апостола Петра, 1 Иакова, 1 Иуды, 3 Иоанна (это так называемые соборные П.) и 14 апостола Павла, написанные к разным церквям и лицам: 1 к римлянам, 2 к коринфянам, 1 к галатам, 1 к ефесянам, 1 к филиппийцам, 1 к колоссянам, 2 к фессалоникийцам, 2 к Тимофею, 1 к Титу, 1 к Филимону и 1 к евреям. Все эти П., написанные по разным поводам, имеют эпистолярную форму и, заключая в себе живое собеседование о разных предметах и вопросах, дают яркую картину жизни древнехристианских общин. Особенно важное место занимают в них вопросы об отношении к древнему миросозерцанию. Некоторые из П. апостола Павла представляют собой такое полное развитие христианского миросозерцания, что, например, тюбингенская школа пыталась даже в них усмотреть особое евангелие, независимое от Христа. О содержании и времени написания главнейших из них см. статьи, посвященные им или их авторам.

А. Л.

Посланник

— дипломатический агент 2-го ранга. Его полный титул: "чрезвычайный П. и полномочный министр" (envoy é extraordinaire et ministre plé nipotentiaire). П. — наиболее обычный представитель постоянных дипломатических миссий в наше время. Русский П. состоит в 3 классе по должности (см. Дипломатические агенты).

Послед

Статья большая, находится на отдельной странице.

Последний

— мыс Приморской обл., Южно-Уссурийского края, на юго-вост. оконечности бухты Новгородской, в заливе Посьета. Мыс окружен отмелью, глубина на которой 2 фт.

Последование (церк.)

— в книгах для общественного богослужения так называется изложение, или указание молитв только одного рода, т. е. или изменяемых, или неизменяемых. Отсюда двоякого рода П.: одни содержат в себе только неизменяемые молитвословия (напр., в Служебнике и Часослове П. утрени и вечерни), другие — одни изменяемые (П. Триоди, Минеи, Типикона). Название П. (άχολουθία — следование) произошло, вероятно, от того, что молитвы и песни, находящиеся в П., всегда поют вслед за другими молитвами, которых нет в данном П. и которые находятся в другой богослужебной книге. Исключением служат весьма немногие П., в которых неизменяемые молитвы соединяются с изменяемыми. Слово "П." прилагается и к одной службе, например: "П. утрени", "П. вечерни" и ко многим службам дня, напр. "П. понедельника", "П. воскресения", "П. святому", "П. празднику" и т. п. В книгах, относящихся к частному богослужению — напр., в Требнике — слово "П." иногда надписывается над молитвословиями того богослужения, которое, по уставу церкви, должно следовать за другим: П. крещения — за оглашением, П. обручения — сряду по божественной литургии, и др. См. прот. К. Никольский, "Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу" (СПб., 1858).

Послелоги

— см. Постпозиция.

Послеродовая горячка

послеродовое помешательство — см. Родильный период.

Послетретичная система

— см. Четвертичная система.

Пословица

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пословица драматическая

(proverbe) — литературная форма, принятая почти исключительно во Франции: небольшое драматическое произведение, в основу которого положена П. Созданная при Людовике XIII, она стала любимым развлечением высшего общества. Пьеса не сочинялась заранее: она импровизировалась в салоне. Салонное происхождение драматич. П. отразилось на всех ее чертах, внутренних и внешних; содержание ее было не сложно, обстановка самая простая (первоначально вовсе без декораций); сценой служила часть той же гостиной, где сидели зрители; отсюда другое название драматич. П. — piece de paravent (paravent — ширмочки, заменявшие на импровизированной сцене декорации и кулисы). В большинстве случаев П. не превышает одного акта; действующих лиц в ней редко больше трех. Ее достоинствами считаются ясность и простота действия, из которого с очевидностью должно вытекать желаемое нравоучение, живость и изящество диалога, всегда граничащего с блестящей causerie, изысканность психологических портретов, подчас доходящая до манерности. Требования сценического реализма едва ли могут быть предъявляемы к П.: это произведение вполне условного стиля, с особенностями которого надо считаться или отвергнуть его целиком. Несколько позже П. перестали быть импровизациями; так, г-жа де-Ментенон написала для сен-сирских институток 40 П. (напеч. в 1828 г.); каждая из этих пьесок заканчивалась пословицей, на тему которой она написана. Окончательно перенес П. из области импровизаций в сферу драматич. литературы Кармонтель (см.), автор "Proverbes dramatiques" (1768—1781 и 1829), "Th éâ tre de campagne" (1755), "Nouveaux proverbes dramatiques" (1814) и "Pi èces iné dites" (1825). П. писал также Шарль Колле ("Th éâtre de Société ", 1767). "Mercure de France" конца XVIII в. полон образцами этого модного жанра. В начале XIX в. писали П. Этьен Госс ("Proverbes dramatiques", 1819) и Теодор Леклерк ("Proverbes dramatiques", 1823—26 и 1828; "Nouv. proverbes dramat.", 1830 и 1833); П. последнего представляют собой маленькие картины нравов и имели в свое время значительный успех. Центром известных драматич. П. Альфреда де Мюссе является любовь; они вполне воспроизводят изящный стиль старых П., с примесью особой меланхолической усмешки, столь свойственной их автору. Его П. — "Un Caprice", "Il faut qu'une porte soit ouverte ou ferm é e" "Il ne faut jurer de rien" — первоначально не предназначались для сцены. Успехом пользовались также пьески Октава Фелье ("La Crise", "Le Village"), носившие название П., но, в сущности, более глубокие по содержанию, чем этот легкий, поверхностный жанр. Ср. Emile Chasles, "Etudes sur les proverbes dramatiques", в "Ath enaeum français" (1864).

Ар. Г.

Послужной список

— (иначе — формулярный список) — главный документ служебного состояния каждого офицера, чиновника гражданского или военного ведомства, а также канцелярского служителя. В П. списке означается: чин, имя, отчество, фамилия, должность, лета, ордена и знаки отличия, время рождения, вероисповедание, происхождение, где воспитывался, получаемое содержание, прохождение службы, бытность вне службы, семейное и имущественное положение (относ. недвижимого имущества), подвергался ли наказаниям, соединенным с ограничением прав по службе, бытность в походах и делах против неприятеля, раны и контузии. Доказательством служебного состояния низших чинов служат алфавитные списки. Свод воен. пост., вып. VII, ст. 889 — 906.

Послушание

— термин из русской монастырской жизни. Он обозначает то или другое дело, которое исполняет то или другое лицо в монастыре по назначению настоятеля. Иногда "на послушанье" в монастырь, т. е. для исправления разных монастырских служб, посылаются и члены причтов приходских, в виде наказания за проступки, по резолюции архиерея.

Послушники

(и послушницы) — в русских монастырях лица, готовящияся к принятию монашества. Они еще не дали монашеских обетов, не принадлежат к монастырскому братству, не называются монахами и не носят полной монашеской одежды. Их обязанность в монастыре — исполнять разные послушания, т. е. низшие церковные службы при богослужении и по монастырскому хозяйству, по назначению настоятеля.

Посников

(Александр Сергеевич) — даровитый русский экономист и публицист, род. в 1846 г. в Вяземском у., в семье местных дворян. Окончил курс в Смоленской гимназии и в Московском университете, по юридическому факультету. Совершив заграничную поездку, сдал магистерский экзамен по политической экономии и статистике. В качестве диссертации для получения права читать лекции в Петровской сельскохозяйственной акад. П. опубликовал сочинение: "Начала поземельного кредита", но курса в Академии не открыл, так как был приглашен на кафедру в Демидовский ярославский лицей. Во время двухлетней командировки за границу изучал аграрные отношения Западной Европы. В 1875 г. защитил в Московском университете магистерскую диссертацию: "Общинное землевладние" (I т.). В 1876 г. перешел в Новороссийский университет; в 1878 г. защитил, в качестве докторской диссертации, второй том "Общинного земдевладния". Сочинение это посвящено разбору возражений, которые делались против общины. Сторонники ее до сих пор черпают свои аргументы из книги П. Автор доказывает, что общинная форма не препятствует сельскохозяйственным улучшениям и прогрессу земледельческой культуры. В подтверждение этого он приводит Англию, где значительная часть улучшений, не только временных, но и капитального характера, производится фермерами, т. е. временными владельцами. Условием применения улучшений является уверенность в том, что хозяйствующее лицо получит обратно затраченное; это достигается введением права на вознаграждение за неиспользованные улучшения. Такое право существует в Англии и должно быть установлено в русской общине. Ошибочно думать, что именно община создает чересполосицу и принудительную обработку: та и другая существуют и при частном мелком землевладении (в Пруссии, Франции и др.). Причина принудительной обработки лежит в формах выпаса скота (на жниве и на пару) и в необходимости проезда через чужие участки. Общинное землевладение может обойтись без тех видов выпаса, которые ведут к принудительной обработке, и даже легче может перейти от них к более совершенным формам, чем масса мелких частных собственников. Специальная чересполосица (когда участки не имеют доступа к дорогам) встречается в русских общинах гораздо реже, чем в местностях с господством мелкого частного землевладения. Общая чересполосица (разделение владения на несколько обособленных участков) вызывается задачами уравнения в пользовании землей и не представляет больших неудобств; дальность полей от усадеб, которая приписывается общинному землевладению с его чересполосицей, зависит в России от отмежевания крестьянам дальних земель. Обеспечение земледельцев в народно-хозяйственном смысле может быть достигнуто, по мнению П., только тогда, когда каждый, обрабатывающий землю, владеет земельным участком, удовлетворяющим его главные потребности. В 1882 г. П. оставил кафедру в Университете и принимал деятельное участие в смоленском земстве. С 1886 по 1897 г. П. был одним из редакторов газеты "Русские Ведомости". В настоящее время он состоит кандидатом к вяземскому уездному предводителю дворянства.

Посников Александр Сергеевич (дополнение к статье)

— выдающийся экономист. Вместе с А. И. Чупровым (см.) редактировал известное издание: " Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народного хозяйства ". В 1902 г., при открытии в Петербурге политехнического института, образованного отчасти по идее П., он назначен деканом экономического отделения института, где читает политическую экономию. В 1906 г. был одним из основателей парии демокр. реформ. Один из лучших знатоков аграрного вопроса, П. несколько раз говорил о нем в публичных собраниях в Москве и Петербурге и посвятил ему несколько статей в газете " Страна ".

Поснов Михаил Эммануилович

(род. в 1873 г.) — писатель, воспитанник киевской дух. академии. Главные его труды: " Идея завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете " (Богуслав, 1902, магист. диссерт.); " Взаимодействие двух факторов в истории израильского народа, божественного и человеческого " (Киев, 1903); " Иудейство. К характеристике внутр. жизни еврейского народа в после-пленное время " (Киев, 1906).

Пособия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пособники

— см. Соучастие.

Посол (дипл.)

(ambassadeur) — дипломатический агент 1-го ранга. Полный титул его — "чрезвычайный и полномочный П.". О правах и преимущесвах послов см. Дипломатические агенты. Россия вмеет послов в Австро-Венгрии, Англии, Германии, Италии, Испании, Турции, Франции и, с 1897 г., в Сев.-Амер. Соед. Штатах; эти державы представлены в России послами же.

Посол рыб

— см. Рыба.

Посолонь

(по Солнцу), посолонное хождение — первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV стол. В 1478 г., при освящении Моск. Успенского собора, митрополит Геронтий ходил с крестами вокруг церкви "не по солнечному всходу". "Неции прелестницы" наклеветали вел. кн. Иоанну Васильевичу, что митрополит поступил не по правилам. Великий князь счел жалобу очень важной, заметив, что за это гнев Божий приходит. В следующем году началось расследование вопроса. Для решения его стали наводить справки в богослужебных книгах, но желанных подтверждений законности П. нигде не нашли. Одни из споривших (архимандриты и игумены) стояли за владыку, другие были на стороне князя. Последний нашел себе сторонников в лице чудовского архимандрита Геннадия и ростовского владыки Вассиана. Митрополит и его сторонники указывали на то, что и другие некоторые церковные кругохождения в России и на Афоне совершаются против Солнца; защитники П. вдавались в запутанные умствования и на них только и основывались. Скоро вопрос проник в среду мирян и вызвал в ней бесконечные толки. Отвлеченный на время татарским нашествием, вел. князь в 1482 г. возобновил свою распрю с митрополитом, которая теперь едва не кончилась полным разрывом. И глава государства, и глава иерархии упорно отстаивали свои мнения. Митроп. Геронтий удалился в Симонов монастырь, приняв намерение и вовсе отказаться от митрополии, если князь не оставит требование ходить по Солнцу; великий князь целый год не дозволял освящать новых церквей и если, наконец, уступил, то лишь потому, что на стороне митрополита были почти все — и духовные, и миряне. Вопрос о хождении по Солнцу или против Солнца остался открытым: решили делать так, как было в старину. Когда и откуда явился на Руси обычай ходить по Солнцу — сказать трудно. Один из памятников XVI в. (Пергаменный Служебник 1532 г.), писанный на Афоне, называет П. латинским обычаем. В продолжение всего XVI века вопрос о П. не возникал; Стоглав вовсе не упоминает о хождении П. Несмотря на то, что в конце XV в. противосолоние одержало верх, с течением времени оно стадо уступать П. Когда открылось книгопечатание, требование П. было занесено в Требник 1602 г. в чине венчания, в Устав 1610 г. — в наставления, как осенять крестом в праздник Воздвижения, в Требник 1623 г. — в чине освящения церкви. Внесенное в церковно-богослужебные книги, П. вместе с другими церковными обрядами получило характер неприкосновенности, вследствие усвоения обрядам значения догматической неизменности; поэтому, когда патриарх Никон предпринял исправление прежних обрядов, он нашел себе противников в лице видных и влиятельных протопопов, попов, настоятелей м-рей, начетчиков, которые в отмене прежних обрядов видели нарушение догматов, а во введении новых — латинские ереси. С этого времени П., равно как и другие отмененные при патриархе Никоне обряды (двоение аллилуйи, седмипросфорие, двуперстие и др.), становится принадлежностью раскола старообрядства и одним из основных пунктов его учения.

См. С. Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (изд. 2, СПб., 1895); Н. Ивановский, "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола" (ч. I и II, Казань, 1887); митроп. Макарий, "История русского раскола, известного под именем старообрядства" (изд. 3, СПб., 1889); И. Стрельбицкий, "История русского раскола, известного под именем старообрядчества" (Одесса, 1889); П. Знаменский, "Руководство к русской церковной истории" (Каз., 1888).

Посольский приказ

— О начале его мнения историков различны. В. О. Ключевский утверждает, что он возник в 1565 г. и назывался с тех пор в актах П. палатой, П. избой или П. приказом, но оставался еще "подвижным учреждением", вроде "походной канцелярии государя по иностранным делам" ("Боярская дума древней Руси", М., 1883). Н. П. Лихачев ("Разрядные дьяки XVI в.", СПб., 1888), опираясь на мнение автора статьи "Московские старинные приказы" (в "Древн. Росс. Библиоф.", XX) и проф. Успенского ("Опыт повествования о древностях русских". Харьков, 1818), склонен относить начало П. приказа к 1556 г, и не признавать за ним характер "подвижного учреждения". С начала XVII в. круг ведомства П. приказа делался все более и более разнообразным. Первоначально, ввиду его главного назначения — ведать иностранные дела — через него происходили все сношения с иностранными державами; из него выдавались грамоты для выезда из России как русским, так и иностранцам; он ведал иностранцев, проживавших в России, особенно по торговым делам; давал им суд и принимал жалобы на них от русских; управлял почтовыми делами, так как почты вначале содержались иностранцами и учреждались только по трактам, ведшим в иностранные державы и преимущественно для сношений с ними. В ведении его находились также все дела по сношениям с донскими казаками. Впоследствии к ведомству П. приказа были отнесены: 1) заведование придворными церемониями и торжествами, 2) управление приказами великороссийским, малороссийским, литовским, смоленским, новгородским, устюжским, володимирским, галицким, которые заведовали в городах таможнями, кружечными дворами и судными исковыми делами иноземцев, 3) заведование всеми сборами в Вел. Перми и городах Чердыни и Соли-Камской, 4) управление ближайшими к Москве монастырями и некоторыми другими, и 5) суд и расправа переводчиков и подъячих приказа, а также и именитых людей Строгановых. Временно при П. приказе состояли во второй половине XVII века приказы полоняничный и панский. П. приказ назывался еще четвертью, или четью (по Флетчеру), ответной палатой или приказом. До половины XVII века во главе приказа стояли дьяки, потом бояре и окольничие. При нем был весьма значительный архив, сохранившийся лучше других приказных архивов и перешедший впоследствии в архив мин. ин. дел (о нем см. Н. П. Лихачев, "Библиотека и архив Моск. государей в XVI стол." (СПб., 1894: рецензия А. И. Соболевского, в "Журн. М. Н. Пр."„ 1894, № 12). В 1719 г. на место П. приказа возникла коллегия иностранных дел.

Посольский-Спасо-Преображенский мужской 2 класса монастырь

— Забайкальской области, Верхнеудинского округа, при селе Посольском. Основан в 1681 г. До 1879 г. в монастыре имели пребывание викарии иркутской епархии. При монастыре училище для инородческих детей (с 1862 г.).

Посольское право

— в объективном смысле означает ту часть международного права, которая трактует о правах и обязанностях дипломатических агентов. П. правом в субъективном смысле называется право отправлять (активное П. право) и принимать (пассивное П. право) дипломатических агентов.

Посольство

дипломатическая мuccия — совокупность лиц, состоящих при дипломатическом агенте, являющемся начальником П. или миссии. Различают официальный и неофициальный персонал П. К первому принадлежат: советники, секретари, атташе П., правитель канцелярии П. и канцелярские чиновники, переводчики, также военные и морские уполномоченные или атташе, наконец, юрисконсульты, священники, врачи, если они исключительно или хотя отчасти состоят при П.; ко второму — частные секретари, домашние учителя, слуги дипломатического агента. Список лиц как официального, так и неофициального персонала П. сообщается главой П. министру иностранных дел принимающего государства, о правах лиц обеих этих категорий см. Дипломатические агенты. У нас различаются П. и миссии: во главе первых стоят чрезвычайные и полномочные послы, во главе вторых — дипломатические агенты трех низших классов. Россия содержит 8 П. (в Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Сев.-Амер. Соед. Штатах, Турции и Франции) и 35 миссий. Из последних во главе 22 миссий стоят чрезвычайные посланники и полномочные министры (в Аргентинской республике, Баварии, Бадене, Бельгии, Бразилии, Вюртемберге, Греции, Дании, Китае, Люксембурге, Марокко, Мекленбург-Шверине и Мекленбург-Стрелице, Мексиканских Штатах, Нидерландах, Персии, Португалии, Румынии, Саксен-Кобург-Готе, Сербии, Швейцарии, Швеции-Норвегии, Японии), во главе 8 — министры-резиденты (в Брауншвейге, при вольных Ганзейских городах [Гамбург, Бремен, Любек], в Гессене, Ольденбурге, Саксонии, Саксен-Веймаре и Саксен-Альтенбурге, при папской курии, в Черногории), во главе одной — поверенный в делах; наконец, во главе миссии в Бухаре стоит политический агент, а во главе миссии на Сандвичевых о-вах, в Чили и Уругвае — консулы.

Посоп

(Инсарский острог) — с. Пензенской губ., Саранского у., при р. Инсаре. Жит. 3113; 2 церкви, школа. Кустарный промысел — шерстяные изделия.

Посох

— или патерисса (πατερήσσα, πατερίσα от πατήρ — отец) — жезл (ράβδος). который вручается архиерею после посвящения его в святительский сан, по окончании литургии. П., как символ пастырской власти над пасомыми и отеческого попечения о них, указывает архиерею на его пастырскую обязанность вести свою паству на путь спасения, не допускать ее до заблуждений и отражать нападающих на нее духовных волков. П. дается также архимандриту или игумену, в знак духовной власти над той обителью, в которую он поставляется начальником. П. архиереев, архимандритов, игуменов имеют поперечную перекладину наверху, с рожками или с змеевидными главами, взаимно обращенными одна к другой и знаменующими мудрость пастырской власти (Матф. X, 16). Верх П. увенчивается крестом, напоминающим собой, что во имя и славу Христа должно пасти Его стадо. Принадлежность П. архиерея, иногда и архимандрита — сулок, или небольшой четыреугольный плат, которым при рукояти обвертывается П. для украшения его и для того, чтобы мягче и легче было нести П. Посошником называется чтец, держащий П.

Посох Иакова

— см. Литейное производство.

Посоха

— старинный термин для означения сбора сельского населения ("сбора с сохи") на войну и на государеву или общественную работу (постройку городов. мостов). Часто этим термином означали и посошных людей: "Посохи было конской и пешей 80900 чел." (во время похода Иоанна IV под Полоцк). "Коневикам" платили по 5 р., а пешим по 2 р. (на работах). В XVI и нач. XVII в. П. обыкновенно требовали с новгородцев и псковичей. См. Даточные люди.

Посошков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Посощина-поконевщина

— земская литовская подать в королевскую казну по копе грошей на содержание пограничной стражи. По мнению одних, она взималась до 1554 г., по мнению других — до 1569 г. Не взималась с имений боярских, родовых и купленных, а с пожалованных взималась в тех случаях, если на пожалованном "семеще" боярин сажал зависимого от него человека, или если он разрабатывал "дикий лес" в своем имении. Эта посошная подать однородна с существовавшей в Моск. государстве.

Поспелов, Алексей Иванович

— современный русский сифилидолог. Сын врача, род. в 1846 г. В 1864 г., по окончании курса Рязанской гимназии, поступил на медицинский факультет Московского университета. Студентом получил медаль за сочинение: "О различии действия йодистого и бромистого калия на организм животных". По окончании курса 1869 г. зачислен ординатором Клиники кожных и венерических болезней; в 1 8 74 г. доктор мед. за дисс. "Лечение сифилиса подкожными впрыскиваниями сублимата"; в 1879 г. отправился за границу, где занимался у Гебры, Капоза, Зигмунда и др. в Вене, у Фурнье в Париже; в 1884 г. приват-доцент по сифилидологии и дерматологии, в 1887 г. — экстраординарный профессор, в 1898 г. — ординарный профессор. В 1075 г. он составил проект "О мерах, необходимых для уменьшения и предотвращения сифилиса в Москве". В 1883 г. утвержден составленный П. устав Долгоруковской школы для акушерок, изучающих сифилис при Мясницкой больнице, более известной под именем Поспеловых курсов; в 1885 году больница причислена к клиникам университета. В 1887 г., по его проекту, реорганизован надзор за проституцией. В 1891 г. он основал "Московское Венереологическое и Дерматологическое общество", занявшее выдающееся место в ряду европейских обществ этого рода. Его стараниями собран богатый музей кожных и венерических болезней, пожертвованный Университету в 1892 г. Из более чем 100 статей П. назовем: "По поводу сифилит. лихорадки" ("Московская Мед. Газета", 1873), "Erythema Dod osum d. Haut u. Schleimhäute" ("St.- Petersb. medic. Wochenschr.", 1876), "К вопросу о современн. патогенезе и лечении lupus vu l garis" ("Прот. Конфер. Мясн. больн.", 1881), "О влиянии нервной системы при некоторых формах болезни кожи" (ib.), "Psoriasis genuina acuta" ("Врач", 1882; то же на на нем. яз.), "Un cas rare de distrophie de la peau" ("Annal. d. dermat.", 1885). "Zur Casuistik d. Lichen ruber planus d. Haut und d. äusseren Schleimhäute" ("Vie rt. f. Derm.", 1885); Ueb. extragenit. Syphilisinfection" ("Arch. f. Derm.", 1889), "К вопросу о повторнн. зараж. сифил." ("Медицина" и по-франц., 1890), "Современный взгляд на значение кокцидий при некоторых болезнях кожи" ("Доклад IV Пироговскому съезду "), "Hautmassage bei Acne faciei" ("Dermatol. Zeitschrift", 1895).

Г. М. Г.

Поспелов, Иоанн Григорьевич

— духовный писатель, протоиерей, магистр Моск. духовн. акад. Главные труды П.: "Краткие поучения" (СПб., 1853), "Письма об улучшении быта православного духовенства в рижской епархии" ("Православное Обозрение", 1863, июль, сент.; 1868, сент.; 1870, апрель), "О настоящем положении православия в Лифляндии" (ib., 1865, март, апрель), "Из современной практики православного священника в Лифляндии" (ib., август), "Нужды православной церкви в Лифляндии" (ib., 1867, февраль), "Как жить по православной вере" (ч. I, ib., 1878; ч. II, ib., 1889), "Наставление, как веровать православному" (изд. 2, 1877), "Ответ г. пастору Герману Дальтону" (Харьков, 1891), "Поучения" (Кострома, 1885), "Поучения и речи" (ч. II, изд. 2, ib., 1879), "Православие и лютеранство" (СПб., 1893), "Руководство для вступающих в брак" (Кострома, 1884).

Поспелов, Семен Михайлович

(1810—1887) — протоиерей, писатель, воспитанник Московской духовной академии; напечатал: "О таинстве миропомазания" (М., 1840; магистерская диссертация) и "Преподобный Дионисий, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря" (в "Чтениях Московского общества любителей духовного просвещения", 1865, кн. 2).

Поспелов, Федор Тимофеевич

— писатель; окончил курс в Московском университете служил при Державине в Петрозаводске, был советником губернского правления в СПб. Державин очень любил П. и переписывался с ним. П. перевел Тацита и, с франц. яз., соч. И. Долгорукова "Софиевка. Описание сада графини Потоцкой" (в "Вестнике Европы", 1811, ч. LVI, № 6); написал элегию "Не тщетно ты тогда..." (в "Вечерней Заре", 1782, ч. II).

Поспелова

(Марья Алексеевна, 1784—1805) — писательница, дочь бедного чиновника, самоучкой изучившая русскую словесность, французский язык, музыку и рисование. Первым печатным произведением ее была "Ода императору Павлу на день восшествия на престол" (М., 1796). В 1798 г. был издан во Владимире сборник сочинений П. "Лучшие часы моей жизни" (стихи и проза). Об этом сборнике заговорили; князь И. М. Долгорукий назвал П. "музой речки Клязьмы". В 1799 г. она написала "Оду на разбитие генерала Массены в Швейцарии князем Италийским, гр. Суворовым-Рымникским", и "Лирическую песнь на день обручения ее Имп. Выс. вел. кн. Александры Павловны с Его Корол. Высоч. эрцгерцогом Иосифом". В 1801 г. вышло в свет новое собрание ее сочинений: "Некоторые черты природы и истины, или оттенки мыслей и чувствований моих". Ею заинтересовались Державин, Карамзин и др.; она переехала в Петербург, но скоро умерла, успев выпустить в свет только "Оду на высокоторжественнейший день рождения имп. Александра Павловича" (СПб., 1803). См. журнал "Любитель Словесности", за 1606 г.; Федоров, "О жизни и сочинениях М. П." (в "Отечественных Записках", 1824, №№ 2 — 4 и отд.); статью Макарова в "Дамском Журнале (1827, № 19 и 1830, № 16); Хмыров, "Русские писательницы прошлого" (в "Рассвете", 1861, № 12); Мордовцев, "Русские женщины нового времеии" (М., 1874).

В. Р—в.

Поспелова мыс

— мыс Приморской обл., Южно-Уссурийского края, на о-ве Русском, в проливе Босфор Восточный, против бухты Улисс. Мыс оканчивается песчаной косой; значительно врезывается в пролив.

Поспехов

Дмитрий Васильевич — род. в 1621 г. — писатель, сын священника; образование получил в Киевской духовной академии, где был проф. философии. Кроме докторской диссертации "Книга премудрости Соломона; ее происхождение и отношение к иудейско-александрийской философии" (Киев, 1873), П. принадлежат несколько статей в "Воскресном Чтении" ("Звезда Мессии", "25-е декабря"), "Вере и Разуме" ("Египетская большая пирамида", 1885) и "Трудах Киевской Духовной Академии", а также несколько переводов.

Поспехов (дополнение к статье)

(Димитрий Васильевич) — профессор киевской духовной академии: ум. в 1899 г. См. П. П. Кудрявцев, " Д. В. П. Страничка из внутренней жизни киевской духовной академии за последнее полустолетие " (" Вера и Церковь ", 1899, кн. 10).

Поспишиль

(Мария Pospischil) — выдающаяся чешская и немецкая драматическая актриса, род. в 1864 г. Начала свою артистическую деятельность в 1880 г. в пражском народном театре в мелодраме и трагедии. С 1885 г. перешла на нем. сцену сначала в Праге, потом в Берлине ("Deutsche Theater"). Здесь она с выдающимся успехом выступала в ролях Лэди Макбет, Сафо, и в ибсеновских пьесах. Затем П. несколько лет играла в венском Гофбургтеатре, в берлинском театре Барная и последнее время выступает в Гамбурге. В передачу женских ролей классической трагедии и современной драмы П. вкладывает много темперамента, страсти и художественного проникновения во внутренний мир изображаемых ею героинь.

Посполитые

Статья большая, находится на отдельной странице.

Посрамительные обряды

— занимают важное место в жизни варварских народов, а в виде культурных переживаний встречаются и у цивилизованных народов, у русских — чаще в Малороссии, чем в Великороссии. В русском простонародье они применяются большей частью по отношению к женщинам — за нарушение супружеской верности, а по отношению к мужчинам — за воровство (см. Позорящие наказания). Наиболее характерные П. обряды — обрезывание волос, вымазывание головы или всего тела, иногда лишь ворот дома дегтем, запрягание в воз, в корень или пристяжку. См. второй вып. "Обычного права" Якушкина (1896, стр. 494).

Н. С—в.

Посредник печатного дела

— журнал, выходивший в СПб. с 1 сентября 1891 г. по июль 1892 г. Изд. Д. Д. Федоров, редактор П. К. Селиверстов. Главным сотрудником был А. Д. Бочагов. В 1891 г. издание именовалось журналом издательской деятельности и выходило два раза в месяц; в 1892 г. оно именовалось иллюстрированным журналом издательской деятельности и графических искусств и выходило раз в месяц. Кроме справочных сведений по библиографии, в П. печатались статьи по истории книгопечатания и книжной торговли в России.

Посредник промышленности и торговли

— см. Посредник.

Посредник, издательство

— издательство книг для народного чтения, см. Народная литература (см.).

Посредник, с.-петербургская газета

— газета промышленности, хозяйства и реальных наук, издавалась с С. М. Усовым с 1840 г. в СПб. еженедельно (в 1846 г. — два раза в месяц), имея целью следить за открытиями и улучшениями в области промышленности и распространять о них достоверные сведения. Прекратилась в 1855 г., но с 1857 г. возобновилась под прежним названием, a c № 14 того же года переименована в ежедневную газету: "П. промышленности и торговли", под редакцией П. С. Усова. Она имела весьма ограниченное распространение, и поэтому цена была назначена очень высокая: 150 р. в СПб. и 180 р. в Москве. В 1861 г. издание это раздавалось бесплатно подписчикам "Северной Пчелы", издателем-редактором которой в то время был П. С. Усов. В 1862 г. "П." не выходил, возобновился с 1863 г. и в конце того же года окончательно прекратился.

Н. Л.

Посредники

(воен.) — назначаются во время маневров из высших военных чинов, для разрешения споров между маневрирующими сторонами и для определенил, которая нз них должна быть признана побежденной.

Посредническое разбирательство

— см. Третейский суд.

Посредничество в приискании работ

— см. Справочные конторы.

Посредничество международное

(mé diation, Vermittelung) — дипломатическое средство устранения международных несогласий при участии третьих держав (или папы). П. нередко смешивают с добрыми услугами (см.), от которых оно отличается как по способу установления, так и по задачам и правомочиям посредника; реже встречается смешение П. с третейским судом (см.). Различие между всеми упомянутыми понятиями хорошо сознается на практике; державы находят для себя наибольшим стеснением третейский суд и отклоняют его, принимая П. (Испания — в споре с Марокко в 1844 г.), а наименьшим — добрые услуги, и принимают их, отклоняя П. (Россия — в споре со Швецией в 1742 г.; Франция — в споре с Испанией в 1823 г.). К П. державы или приглашаются спорящими сторонами, причем несогласие одной из них делает П. невозможным, или же предлагают себя сами, особенно в тех случаях, когда они заинтересованы в скорейшем примирении спорящих сторон. Приглашенная к П. держава может отклонить его от себя, если ранее не обязалась принять его (по Тильзитскому договору 1807 г. Александр I обязался быть посредником при заключении мира между Францией и Англией, а Наполеон — между Россией и Турцией). Задача посредника заключается в отыскании почвы, на которой возможно установить соглашение; она оканчивается при неудаче переговоров или с заключением договорного акта. Посредник не является только передаточной инстанцией; он проявляет личную инициативу, делает предложения, участвует во всех переговорах. Решение посредника основывается обыкновенно не на строгих нормах права, а на соображениях справедливости и целесообразности и не имеет обязательной силы для сторон, чем П. и отличается от третейского суда. Переговоры ведутся посредником иногда с каждой из сторон отдельно, но обыкновенно П. происходит на конгрессах и конференциях, созываемых посредником, которому и принадлежит здесь руководящая роль. Чаще всего к П. прибегают при заключении мирных трактатов. Из договора, заключенного при участии посредника, для последнего не вытекает никаких прав и обязанностей, если только об этом особо не упомянуто; но посредник может принять на себя гарантию договорных постановлений, П. может быть предложено и борющимся партиям внутри государства или испрошено ими; но оно граничит с вмешательством и обыкновенно отклоняется (П. Англии между португальской королевой и инсургентами в 1847 г.; между австрийским правительством и венграми в 1848 г.; П. России, Англии и Франции между Турцией и греками в 1827 г.; П. Франции во время войны между северными и южными штатами Америки). Более известные случаи П.: папа и Венеция были посредниками в Вестфальском мире 1678 г.; папа и Англия — в Нимвегенском, 1678 г.; Швеция — в Рисвикском, 1697 г.; Франция — в Белградском, 1737 г.; Россия и Франция — в Тешенском, 1779 г.; Наполеон III — в Никольсбургском, 1866 г.; Россия, Германия и Франция — в Симоносекском, 1891 г. (между Китаем и Японией). Почти все споры по восточному вопросу вызывали посредничество великих европейских держав: волнения на Крите в 1866—68 г., восстание в Боснии и Герцеговине в 1875—76 г., русско-турецкая война 1877—78 г., восстание критян в 1896 г., греко-турецкая война 1897 г. В наше время П., подобно добрым услугам, получает в некоторых случаях обязательный характер, как средство для предотвращения войны. Парижский трактат 1856 г. (ст. 8) обязывает контрагентов, в случае возникновения у них несогласий с Портой, доставить другим договаривающимся сторонам "возможность предупредить всякое дальнейшее столкновение своим П."; берлинский договор 1886 г. (ст. 12) содержит подобное постановление относительно всех недоразумений между контрагентами по поводу границ или в границах территорий, лежащих в бассейне р. Конго. Как средство прекратить уже начатую войну, П. также призвано играть видную роль, соответственно продолжающемуся росту международного общения. Война для нейтральных держав не безразлична; для них из начала международного общения вытекает не только право, но и обязанность П., с целью водворения мира (H übner, Phillimore, Мартенс, гр. Камаровский, Даневский); при гарантии нейтралитета П. является даже юридически обязательным. Во всех этих случаях обыкновенно является коллективное П. нескольких держав. Последние войны — сербо-болгарская 1885 г., японско-китайская 1894 г. и греко-турецкая 1897 г. — прекращены благодаря П. Иногда оно принимало форму навязанного или "вооруженного посредничества", являющегося уже вмешательством и несовместимого со строгим соблюдением нейтралитета. Ср. Sheldon-Amos, "Роllitiсаl and legal remedies for war" (Л., 1880); Holtzendorff, "Rechtslencon" (под сл. Vermitte l lung — ст. Бульмеринга); Moser, "Versuch des nenesten europ. V ö lkerrechts" (Франкф., 1770—80, VIII, 421 и сл.; приведено много случаев П. в XVIII в.).

Посредничество по векселям

— (интервенирование или интервенция) — имеет целью устранить невыгодные последствия, связанные с непринятием переводного векселя (см. Тратта) и неплатежом как по такому, так и по простому векселю. Оно состоит в том, что постороннее лицо, указанное в векселе (так наз. П. необходимое) или по собственному почину вступающееся за интересы сторон (П. добровольное), принимает протестованный в непринятии трассатом вексель за честь векселедателя или кого-либо из надписателей, вместе со всеми обязательствами, возникающими из принятия (П. в принятии), или оплачивает вексель, протестованный в неплатеже, за честь векселедателя или кого-либо из надписателей, становясь сам кредитором по векселю по отношению к надписателю, за честь которого уплачено, и всех выше него стоящих надписателей, или по отношению к одному только векселедателю, если платеж делается за его честь, с освобождением всех надписателей (П. в платеже). П. в принятии векселя спасает кредит векселедателя, обеспечивая, вместе с тем, и дальнейшее обращение векселя; П. в платеже, кроме того, изменяет порядок платежа по векселю, определяемый правом обратного требования (см.) по векселям, так как устраняет от ответственности целый ряд индоссатов. Юридическое различие между необходимым и добровольным П. в принятии векселя, по германскому и действующему русскому праву, состоит в том, что векселедержатель обязывается предъявить вексель для принятия лицу, указанному в нем "на случай нужды" в замену трассата, под страхом потери прав, вытекающих для него по отношению к трассанту в случае непринятия векселя; добровольное же П. в принятии возможно лишь с согласия векселедержателя, для которого далеко не все равно, кто является трассатом по векселю. Другие законодательства, а также и русская практика вексельного оборота, не признают обязанности предъявления к принятию векселя и по отношению к необходимому посреднику: они обязывают векселедержателя лишь к допущению принятия векселя за честь векселедателя со стороны самого трассата, отказавшегося выступить непосредственно в качестве трассата. Эту точку зрения усваивают и проекты нового русского вексельного устава. Прннятие платежа как от необходимого, так и от добровольного посредника обязательно во всяком случае; при необходимом П. отказ от принятия сопровождается лишением права обращать взыскание на всех надписателей, стоящих ниже того, за честь которого был предложен платеж. При нескольких посредниках, необходимых или добровольных, закон устанавливает между ними определенную градацию, в интересах векселедателя и надписателей. По русскому праву, предъявление к принятию при необходимом посредничестве делается в порядке обозначения посредников на векселе, а при добровольном — зависит от усмотрения векселедержателя, имеющего право предпочесть более надежного посредника. При нескольких предложениях П. в платеже предпочтение отдается тому, которое освобождает большее количество надписателей. В русском вексельном уставе постановления о П. по векселям изложены в связи с постановлениями о принятии и платеже по векселю, в иностранных — выделены в особую группу. Подробности о форме П., его практике и истории см. у Бараца, "Курс вексельного права." (СПб., 1893, гл. XII,).

В. Н.

Поссарт

(Эрнст Possart) — известный немецкий актер, род. в 1841 г. в Берлине, дебютировал в 1861 г. в Бреславле, всего дольше играл в Мюнхене, гастролировал, между прочим, в СПб. и Москве; состоит директором баварских королевских театров. Его лучшие роли: Франц Моор, Яго, Мефистофель, Ричард III, Нарцисс, Натан Мудрый, Манфред, Шейлок, Лир, Кромвелль, Уриель Акоста, Гамлет, Зихель ("Друг Фритц"). П. — актер большой техники, тонкого ума и развития (см. Алексей Веселовский, "Поссарт в Москве", в "Артисте", № 14, 1891). Он обработал для сцены несколько шекспировских драм и трудился над системой единообразного произношения немецких слов.

Поссе, Владимир Александрович

— журналист. Род. в 1864 г. Учился в спб. унив. на филологич. и юрид. фак. В 1887 г., в связи с делом 1-го марта того же года, был исключен из унив. В 1888 г. выдержал экзамен на степень кандидата прав. Несколько лет занимался медициной за границей, где получил степень доктора медицины. Во время пребывания за границей писал корреспонденции, статьи и полубеллетристические очерки в " Неделе " и " Книжках Недели ". В 1892 г. ездил в Николаевский уезд Самарской губ. на борьбу с холерой. Свои впечатления изложил в очерках " На холере ", печатавшихся в " Книжках Недели ", а в 1895 г. отдельно изданных (с значительными пропусками). Несколько времени жил в Галичском уезде Костромской губ. и занимался врач. практикой среди крестьян, продолжая сотрудничать в " Неделе " и ее " Книжках ". С конца 1896 г. вступил в редакцию " Нового Слова ", где писал иностранные обозрения. По закрытии " Нового Слова " участвовал в книгоиздательстве " Знание " и в " Журнале для всех ", где писал под псевдонимом Вильде. В 1898 г. сделался фактическим редактором " Жизни " (см.). В 1901 г. был выслан из СПб. Уехав в том же году за границу, устроил там социал-демократическую организацию " Жизнь " и, выбранный редактором ее изданий, выпустил 6 книжек журнала " Жизнь ", 12 " Листков Жизни " и ряд брошюр. Позже принимал ближайшее участие в издававшейся в Женеве " Библиотеке Пролетария ". Его книга: " Теории и практика пролетарского социализма " посвящена критике господствующих социал-демократических течений, с выяснением основных положений нео-коммунизма. Вернувшись осенью 1905 г. в СПб., П. издает " Библиотеку Рабочего ", где поместил очерки " Национальная автономия и всеобщая федерация ", " Народное представительство и народное законодательство ", " Из истории коммунистических идей " и др.; редактирует еженед. газету " Трудовой Союз "; участвует в " Лиге Труда ". За № 5 " Библиотеки Рабочего " предан суду по 1 и 2 пункт. 129 ст. В 1904 г. выпустил книгу " Германия и ее политическая жизнь ", под псевдонимом Л. В. Новгородцев, и напечатал, в виде приложения к переводу книги Сеньобоса, " Историю Европы наших дней ".

Поссе, Константин Александрович

— профессор математики СПб. университета, род. в 1847 г. По окончании образования во 2-й СПб. гимназии постуиил на физ.-математический факультет СПб. университета, где окончил курс кандидатом в 1868 г. C 1871 по 1895 г. преподавал высшую математику в Институте инженеров путей сообщения. Преподавал некоторое время математику на Высших женских курс и в СПб. технологическом институте. В 1873 г получил в СПб. унив. степень магистра математики за соч.: 1) "О функциях, подобных функциям Лежандра". После этого начал в Университете чтение лекций по аналитической геометрии в качестве приват-доцента, а в 1880 г. был избран в штатные доценты. Степень доктора математики получил в 1882 г. за сочинение: 2) "О функциях θ от двух переменных аргументов"; в 1883 г. был избран советом Университета в экстраординарные профессоры, с 1886 г. — ординарный профессор. По свидетельству многочисленных учеников его, П. обладает даром ясного и точного изложения предмета. Кроме указанных выше сочинений, П. принадлежат следующие работы: 3) "Sur les quadratures"(1875, "Nouv. ann. d. math é m."), 4) "Об одном вопросе о наименыпих величинах" (1880, "Записки Академии Наук", т. 38), 5) "О дополнительном члене формулы Чебышева" (1863, "Сообщения Харьковского Математического общества"); 6) "К вопросу о предельных значениях интегралов и сумм" (1885, ib.); 7) "Quelques remarques sur une certaine question de minimum" ("Mathematische Annalen", 1885, т. 26): 8) "О функциях, подобных функциям Лежандра" ("Сообщения Харьковского математического общества", 1886), 9) "Sur quelques applications des fractions continues alg é briques" (СПб., 1886), 10) "Об одном дифференциальном тожестве" (1888, "Московский математический Сборник", т. 13), 11) "Заметка по вопросу о наибольших и наименыпих величинах" (ib., т. 14, 1890), 12) "Курс интегрального исчисления" (СПб., 1891; 2 изд., 1895), "О трансцендентности чисел ε и π" ("Известия Технологич. Института", 1893); в 1897 г. П. написал для "Критико-биографического Словаря" С. А. Венгерова очерк жизни и деятельности П. Л. Чебышева. В особенности замечагельны труды П., означенные здесь цифрами 1, 6 и 7.

Поссевин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поссель

(Иоганн Possel, 1528—1591) — немецкий филолог и эллинист; из трудов его наиболее известны: "Syntaxis graeca" (Вит., 1560), "CXXXVII regulae vitae versibus graecis elegiacis" (Рошток, 1582), "Familiarium colloquiorum libellus praece et latine" (Вит., 1586). Сын его, Иоганн П., написал: "Aquilae cum arnice duellum, versibus graecis descriptum" (Рош., 1604) и "Hesiodi opera omnia graece et latine" (Лпц., 1603).

Поссельт, Мориц Федорович

(1805—75) — историк. С 1834 г. преподавал философию в Дерптском унив., потом немецкий язык в московских и петербургских учебных заведениях; с 1851 г. состоял библиотекарем Имп. публичной библиотеки. Ему принадлежат: "De nexu, avi sensui cum ratione quoad religionem speciant, intercedit" (Дерпт, 1833); "Handbuch der Geschichte der Philosophie" (ib., 1839); "Peter der Grosse und Leibultz" (ib., 1843); "Tagebuch des Generals Patrick Gordon" (M. 1849—52); "Der General und Admiral Franz Lefort. Sein Lehen und seine Zelt" (Франкф. на Майне, 1866). Последний труд богат новыми данными, почерпнутыми из иностранных архивов.

Поссельт, Эрнст Людвиг

(Posselt, 1763—1804) — немецкий историк. Главные его труды: "Gesch. der Deutschen" (Лпц., 1789—90; нов. изд., 1838), "Taschenbuch fur d. neueste Geschichte" (Нюрнберг, 1794—1803), и "Europ ä ische Annalen" (Тюб., 1795—1804). Его биографию написал Gehres (Карлсруэ, 1827).

Поссибилисты

— название одной из социалистических партий в Франции, основанной в 1882 г. Бруссом и Аллеманом. Находя программу французской рабочей партии доктринерской, а тактику мало практической, новая партия, под именем "Fédération des travailleurs socialistes de France", поставила принципом своей тактики добиваться " возможного " (politique des possibilité s), отсюда название ее. В 1890 г. П. разбились на аллеманистов и бруссистов; последние, как шедшие в деле компромиссов в области буржуазных социальных реформ гораздо далее аллеманистов, сохранили кличку поссибилистов.

Пост (воен.)

— см. Часовой и Сторожевая служба.

Пост (обычай)

— перед бракосочетанием соблюдается у многих народов; у белоруссов и чехов постится одна невеста, у малоруссов, сербов и поляков — и невеста, и жених. Последний обычай, по-видимому, произошел от первого, как его расширение. В древности невесту подвергали долгому П., с целью устранения или задержания месячных очищений. У гваякиров на Ориноко невеста выдерживает 40-дневный П. Подобного рода понятия и обычаи встречаются у народов семитических и арийских. См. Лефрен, в журн. "Дело" (1868, I, 121); Сумцов, "Культ, переживанья" (289).

Пост Альберт-Герман

(Post, 1839— 895) — видный представитель сравнительного правоведения в Германии; был судьей в Бремене. Уже в своем "Entwurf eines gemeinen deutschen und hausestadtbremischen Privatrechts auf Grundlage der modernen Volkswirschaft" (1866; оконч. вышло в 1887 г.) П. высказывает глубокое недовольство современной обработкой права и особенно априорно-спекулятивными философскими основами, на которых покоятся юридические конструкции. В изучении права в связи с хозяйством он видит средство к выведению юриспруденции на более научную дорогу. Особенности его философского мировоззрения, изложенные в его брошюрах: "Kirchenglaube und Wissenschaft" и "Die Unsterblichkeitsfrage und die Naturwissenschaft unserer Tage" (1868), а также в предисловиях к "Grundlagen des Rechts" (1884) и "Bausteine f ü r allgemeine Rechtswissenschaft auf verglelchendethnologischer Basis" (Ольденбург, 1880), не дают ему возможности остановиться на простом изучении материального фактора правообразования и ведут в сферу, где он надеялся более широко, но не менее научно, эмпирически и конкретно выяснить взаимодействие психических и материальных основ правообразования, в связи с общими законами мироздания. "Этнологическая юриспруденция", охватывающая юридические явления по возможности у всех рас и народов и на разных ступенях развития и сводящая различные формы правообразования, с одной стороны — к основным свойствам человеческой души и особенностям рас, с другой — к влиянию условий обстановки и случайностей жизни, с точки зрения П., должна служить гораздо более надежной опорой философии права, чем господствующие философские системы. Сознавая, что время для обобщений, по недостатку материала и почти полному отсутствию его последовательной обработки еще не настало, П. посвятил свои силы по преимуществу собиранию и группированию этого материала при помощи тех обобщений, которые были сделаны раньше П. английскими и немецкими социологами (Бастиан, Тэйлор, Леббок и др.). Уступая в силе и глубине мысли английским корифеям сравнительной юриспруденции (см.), П. имеет в Германии значение не только популяризатора, но и руководителя для тех юристов, которые почему-либо стоят вне воздействия основных трудов в этой области. В этом отношении значение П. гораздо более прочно, чем влияние, оказываемое во Франции Летурно (см.), с которым у него много точек соприкосновения: научные приемы П. строже и осторожнее. Другие соч. П.: "Das Sammtgut" (Бремен, 1864), "Die Geschlechtsgenossenschaft der Urzeit und die Entstehung der Ehe" (1875), "Der Ursprung des Rechts" (1876), "Die Anfänge des Staats und Rechtslebens" (1878), "Afrikanische Jurisprudenz" (1887), "Studien zur Entwickelungsgeschichte des Familienrechts" (1890), "Ueber die Aufgaben einer allgemeinen Rechtswissenschaft" (1891), "Grun driess der ethnologischen Jurisprudenz" (1894—95; свод предшествовавших исследований автора). В русской литературе трудами П. много пользовался Зибер ("Сравнительное изучение первобытного права", "Юрид. Вестник", 1884—85).

В. Н.

Постабдомен

(postabdomen) — задняя часть абдомена членистоногих, отличающаяся по строению от передней или praeabdomen. Иногда этот термин употреблялся и в других группах (при обозначении частей тела некоторых асцидий), но там он не укрепился (см. Абдомен).

В. М. Ш.

Постав

— см. Крупяные поставы, Мельницы, Мукомольное производство.

Постав (стар.)

— торговая единица для тканей; по старинным арифметическим книгам, в П. было около 37 аршин сукна. В Торговой книге П. не обозначен ясно и от половинки не отличен. Может быть, П. был той единицей, которая делилась на половинки.

Поставка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поставки и подряды казенные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поставы

— местечко Виленской губернии, Дисненского уезда, при р. Мядзелке. В 1793 г. П. был сделан городом, вскоре упраздненным. Церк. правосл. и католич., евр. молитв. дом, школа. Несколько мельниц и заводов. Лавки; 7 ярмарок; еженедельные базары. Жит. 800.

Постамент

— четырехгранный, многогранный, цилиндрический или иной формы столб, сделанный из дерева, из мрамора или искусственного камня и служащий для постановки на нем статуи, скульптурного бюста, часов или какого-либо другого предмета. Такая подставка, называемая также пьедесталом, обыкновенно бывает снабжена внизу цоколем и плинтом. В архитектуре, П. называется четырехгранный столб, на котором в некоторых случаях водружается колонна; он имеет у нижнего своего края цоколь, а у верхнего — карниз.

Постановка вопросов

— см. Вопросы на суде уголовном.

Постановления Казанской Городской Думы

— выходили в Казани ежемесячно с декабря 1870 г. по апрель 1883 г.; продолжением их служат выходящие до сих пор "Доклады Казанской Городской Думы". К "П." вышел особый "Алфавитный указатель" (Казань, 1883)

Постановления о местностях, объявленных на воениом положении

— это название носит закон 18 июня 1892 г. (собр. узак. ст. 925), определивший порядок введения и прекращения и существо военного положения (см.). На военном положении могут быть объявляемы губернии, области, уезды, округа или отдельные населенные места, входящие в paйон театра военных действий и имеющие особо важное значение для государственных или специально военных интересов. Военное положение вводится или одновременно с объявлением о мобилизации, или впоследствии: в первом случае — по Высочайшему повелению, во втором — по распоряжению главнокомандующего или командующего армией. Оно вступает в силу: в городских поселениях и в местах нахождения волостных правлений — одновременно с объявлением о введении, в прочих — со следующего дня; прекращается той властью, которой было введено. С введением в местности военного положения в ней прекращается действие положения об усиленной или чрезвычайной охране. Главнокомандующий и командующий армией получают право воспрещать отлучку из места жительства таким лицам, которых предполагается привлечь к достижению целей войны, назначать общие и частные реквизиции, воспрещать вывоз всего, могущего понадобиться для войны. Каждый военный начальник может распоряжаться уничтожением строений и истреблением всего, что может препятствовать действиям своих войск или благоприятствовать неприятелю; за все уничтоженное и истребленное уплачивается вознаграждение по определению особых комиссий. Непосредственные распоряжения по охранению порядка возлагаются на генерал-губернатора, который подчиняется командующему армией. Ген.-губернатор может издавать обязательные П. и установлять за нарушение их взыскания, не превышающие заключения в тюрьме или крепости на 3 месяца или денежного штрафа до 3000 руб.; обращать к административному разрешению дела о менее важных преступлениях и проступках; исключать из общей подсудности всякого рода уголовные дела,с передачей их в военные суды для осуждения виновных по законам военного времени; воспрещать всякие народные, общественные и частные собрания; приостанавливать периодические издания; закрывать учебные заведения, налагать секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества; устранять от должности чиновников всех ведомств и служащих по выборам и т. п.

К.-К.

Постановления по довольствию войск

— под этим названием в 1886 г. издана книга III части IV св. воен. пост. 1859 г. "об отпуске снабжений", со включеием всех последовавших дополнений и изменений. См. Свод воен. постановлений.

Постдентальные согласные

(postdentales) — звуки, образуемые на задней поверхности верхних зубов; то же, что зубные (см.). Термин этот введен в употребление скандинавским фонетиком Лунделем, отличающим еще супрадентальные (см.) и интердентальные (см.) звуки. Немецкий фонетик Михаелис (Michaelis) подразделяет П. согласные на superficiales ("поверхностные", произносимые концом языка на внутренней поверхности зубов — superficies interna dentis) и marginales ("крайние", произносимые передней частью языка на нижнем краю верхних зубов). По активному органу произношения П. согласные представляют один из видов переднеязычных (см.) согласных. См. Sievers, "Grundz ü ge der Phonetik" (изд. 4-е, 1893, §§ 149,308, 325).

Постельничий

— старинный чин княжеского двора, ведавший постель князя; по шереметьевской боярской книге значится впервые с 1495 г., но существовал значительно ранее, под именем покладника. С конца XV в. П. получили определенное место на лестнице придворных чинов и точнее урегулированное ведомство, состоявшее, кроме ведания постели, в заведовании всей "постельной казной" князя (иконы, кресты, посуда золотая и серебряная, платье и т. п.), а также шитьем платья и белья, вследствие чего в ведомстве П. находились мастера этого дела и мастерская палата. П. был ближайшим слугой государя; он спал с ним в одной комнате, ходил с ним в баню (см. Кошихин), сопровождал его в торжественных выходах, наблюдая, чтобы стул, скамеечка под ноги и другие необходимые государю вещи всегда были к его услугам. Если сам П. не мог следовать за государем "со стряпнёй", то назначался иной чин, но с оговоркой, что он идет "стряпнёй вместо постельничего". В распоряжении П. состояли стряпчие ("со стряпней") и спальники. Должность его носила исключительно частный, домашний характср. Хотя близость к государю и давала иногда П. высокое значение и даже влияние на государя, но родовитые люди никогда не принимали на себя этой должности. Из 16 фамилий, члены которых были П., в первые 15 лет существования этой должности (по 1645 г.) возвысились только две фамилии — Волынских и Годуновых. После 1645 г. И. М. Аничков и Г. И. Ртищев дошли до думных дворян, М. И. Ртищев возведен был в звание окольничего и И. М. Языков — в звание окольничего и боярина. Иногда П. назначался и ратным воеводой (И. М. Вешняков, в 1554 г.). На лестнице чинов П. стояли за оружничими (см.). Ср. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. 1, СПб., 1890).

В. Р—в.

Постельничий Приказ

— начало его относится, вероятно, ко времени Иоанна III, учредившего звание постельничьего (см.). По Вивлиофике, он значится в боярских книгах с 1573 г. О предмете его ведомства можно судить только по его названию и по должности постельничего.

Постельное крыльцо

(стар.) — находилось посреди дворцовых зданий, между приемными большими палатами и жилыми теремными покоями государя, составляло довольно обширную площадь и служило сборным местом для младшего дворянства (стольники младших разрядов назывались, поэтому, площадными, в отличие от комнатных) и приказных людей, желавших побывать во дворце. На П. крыльце объявлялись царские указы о войне и мире, о сборе войска, и вообще все административные и законодательные меры, предпринимаемые правительством как относительно служилого сословия, так и по делам всей земли. Здесь же узнавались и важные новости.

Постельс

(Александр Филиппович, 1801—71) — естествоиспытатель. Окончив курс в СПб. унив. в 1823 г. кандидатом, он был оставлен "исправлять должность магистра". В 1826 г. читал курс неорганической химии. В том же году он отправился на военном шлюпе "Сенявин", в качестве минералога и рисовальщика в кругосветное путешествие, из которого вернулся в 1829 г. С 1830 г. был помощником проф. Соколова в преподавании минералогии; в 1831 г. получил звание адъюнкта. По случаю преобразования Университета в 1836 г. был уволен, но оставался преподавателем минералогии и геогнозии в Глав. педагогическом институте, где в 1836 г. получил звание экстраординарного, а в 1839 г. — ординарного профессора. Сверх того более 25 лет обучал естественным наукам в Училище правоведения и с 1837 по 1856 г. состоял директором Второй гимназии в СПб., а затем был назначен членом главного правления училищ. Труды его: "Bemerkungen über die Vulkane der Halbinsel Kamtc hatka", в "Мемуарах Академии наук" (т. II, 1833), "Voyage autour du monde, execut é par ordre de sa Majesté l'empereur Nicolas I sur la corvette "Le Seniavine" dans les années 1826, 1827, 1828 et 1829, par Fréderic Lütke. T. III-me, contenant les travaux de mm. les naturalistes, rédigé par Alex. Postels" (Пар., 1836, с атласом рисунков). Вместе с Фр. Рупрехтом: "Illustrationes algarum in itinere circa orbem, jussu Imperatoris Nicolai I atque auspiciis nanarchi Friderici L ütke annis 1826, 1827, 1828 et 1829 i n celoce Seniavin execute in oceano Pacifico, imprimis septemtrionali ad littora Rossica asiatico-americana, collectarum" (СПб., 1840, с 40 таблицами большого формата).

В. Т.

Постенник

— одно из русских названий рода Arabis. См. Арабис.

Постенный синодик

— см. Синодик.

Постепенные рубки

— см . Семянные лесосеки.

Постепеновцы

— наименование, довольно часто употреблявшееся в русской печати, в течение 1860-х и 1870-х гг., для обозначения, большей частью в ироническом смысле, людей, верящих в правительственные реформы, в медленный, мирный, постепенный прогресс, без потрясений. И. С. Тургенев, в "Ответ иногородному обывателю" ("Вестник Европы", 1880 г.; "Сочинения", т. X) применил эту кличку к самому себе, говоря: "В глазах нашей молодежи я всегда был и до сих пор остался постепеновцем, либералом старого покроя в английском, династическом смысле, человеком, ожидающим реформ только свыше, принципиальным противником революций, не говоря уже о безобразиях последнего времени. Молодежь была права в своей оценке, и я почел бы недостойным и ее, и самого себя, представляться ей в другом свете". См. Драгоманов, "Воспоминания о И. С. Тургеневе".

В. В—в.

Постилка

— см. Подстилка.

Постилла

— (от лативских слов: post и illa; т. е. post illa verba Scripturae s acrae — после сих слов Свящ. Писания) — так назывались в средние века на Западе (в первый раз — в "Гомильарии" Варнефрида) церковные проповеди, произносимые непосредственно после прочтения на литургии перикоп, т. е. мест из Св. Писания, и содержавшие в себе объяснение этих мест. Название это удержали для своих проповедей Лютер и некоторые из протестантских проповедников. Это — простейшая форма проповеди, состоящая из объяснения только что прочитанных слов евангелия или апостола, стиха за стихом, слова за словом. В древней церкви она была известна под именем гомилии (ώμιλία, homilia), a в настоящее время в православной церкви называется беседой. В древних латинских рукописях названием П. обозначаются также вообще краткие комментарии на библейский текст, не имеющие характера проповедей.

Н. Бв.

Постихарная грамота

— письменное позволение овдовевшему дьякону отправлять богослужение. Отменены в 1765 г.

Постлиминиум

Статья большая, находится на отдельной странице.

Постников Василий Тимофеевич

(умер в 1710 г.) — отец первого русского доктора Петра Васильевича П. (см.), дьяк посольского приказа; в 1686 г. участвовал в заключении мира с Польшей; в следующем году был отправлен послом в Лондон, Флоренцию, Амстердам и Берлин для заключения союза против турок, но успел склонить к нему только Пруссию; в 1689 г. был отправлен в Китай и содействовал Головину в заключении договора с богдыханом.

Постников Владимир Ефимович

— исследователь малорусской общины и крестьянского хозяйства на Юге России. В своей книге "Южно-русское крестьянское хозяйство" (М., 1891) П. представил описание крестьянского хозяйства, составленное на основании изучения земско-статистических работ за 1881—91 гг. и личных наблюдений автора. П. не верит в будущность сельской общины, которая, по его мнению, не может развиваться вследствие малоземелья и обуславливаемой им обостренной борьбы экономических интересов. См. Слонимский, "Крестьянские нужды и их исследователи" ("Вестник Европы", 1893, № 3).

Постников Нестор Васильевич

(род. в 1821 г.) — врач; образование получил на медицинском факультете Московского унив., в котором окончил курс лекарем в 1846 г. Состоял помощником прозектора анатомии там же до 1855 г.; затем врач студенческой в Москве больницы и Московского ремесленного училища; за диссертацию "De anaesthesia" (M., 1854) П. удостоен степени доктора медицины. С 1855 г. старший госпитальный врач в Ярославле и Саратове (с 1859 г.). П. учредил первое в России кумысолечебное заведение (в 1858 г.) и поставил лечение кумысом на научную почву. По последнему вопросу П. напечатал несколько статей в разных изданиях, а отдельно издал: "Кумысолечебное заведение близ г. Самары" (Самара, 1860) и "О кумысе, его свойствах и действии на человеческий организм" (3-е изд. Самара, 1867).

Постников Петр Васильевич

— первый русский доктор медицины и философии. Отец его (см. П. Василий Тимофеевич), сознававший, по-видимому, выгоды образования, поместил его в славяно-греко-латинскую академию. Определенный на службу в стряпчие, П. весной 1692 г. "по именному великого Государя указу отпущен с Москвы в Венецию для совершения свободных наук в Потавинскую Академию" (т. е. в Падуанский университет). В 1694 г. П. получил от Университета степень доктора медицины и философии; выданный ему диплом заключал в себе лестные отзывы о дарованиях, поведении и успехах молодого русского ученого. По выходе из Университета П. ради тех же излюбленных им "свободных наук" посетил "разные окрестные государства". Однако, в области медицины ему почти совсем не удалось применить свои поздания и подготовку. Живя в эпоху, когда число специально подготовленных лиц было весьма невелико во всех отраслях деятельности, П., соответственно неотложным потребностям государства, превращается из медика в дипломата, агента, переводчика. Он был определен на службу в посольский приказ и как владеющий, кроме русского, греческим, латинским, франц. и итальянским языками, был отправлен с посольством за границу, где пробыл около 7 лет, посетив Австрию, Голландию, Англию, Италию и Францию и выполняя разные поручения русского полномочного посла. В 1701 г. ему была устроена почетная встреча, по примеру встречи видных иностранных докторов, приезжавших на службу в Россию, и он был записан доктором в аптекарском приказе, со значительным для того времени жаловаыьем в 500 р., но с обязанностью переводить "в посольском приказе, как случатся, латинские, французские, итальянские нужные письма". Через полгода он был вновь отправлен в Париж неофициальным агентом "для сообщения о тамошних поведениях" и провел во Франции почти 9 лет. Помимо своих дипломатических обязанностей и составления для французского министра иностранных дел известий о текущих делах России, П. занимался наймом докторов на русскую службу и "огородников" для царских садов, закупкой лекарств и приобретением иностранных книг по военно-сухопутному и морскому делу, технике, хозяйству, обычаям общежития, а более всего по международным, гражданским, воинским и церковным "правам и уложениям окрестных государств". Вернувшись в Россию в 1710 г., он остался на службе при посольском приказе, занимаясь, по поручению правительства, переводом иностранных сочинений, и умер, не получив, по выражению его первого биографа, "в жизни сей награды за труды, пожертвования и упражнения в науках". Биографию и обзор деятельности П. см. у Дм. Цветаева, "Медики в Московской России и первый русский доктор", и у Рихтера, "История медицины в России" (II, 321 — 323 и прибавления, 143 — 152).

Н. В. Халяев.

Постовая ведомость

(воен.) — ведется в каждом карауле. В ней обозначаются: название постов, имена и фамилии часовых, выводных, разводящих, ночных обходных, список арестованных; на особой странице делаются пометки лицами, осматривавшими караул. См. Уст. гарниз. сл., § 62.

Постойная повиниость

— см. Квартирная повинность.

Посторальный пояс

ресничек — свойственный многим водным личинкам (трохофоре, велигеру и др.), получил свое название от положении позади рта. У одних он идет кольцевидно параллельно предротовому или преоральному, у других (личинки иглокожих и др.) он образует сложные загибы. Бывают случаи нахождения нескольких П. поясов.

В. М. Ш.

Постоялый двор

— П. дворы существовали на Руси издавна; содержались обыкновенно частными лицами, которые брали с проезжающих и останавливающихся в них особую пошлину — постоялое. Петр Великий приказал в 1700 г. переписать все П. дворы и обложить их сбором; вскоре за тем он велел взять их в казну и отдавать на откуп, поручив надзор за ними воеводам. В XVIII в. П. дворы строились и в городских поселениях, и на дорогах, и в селах. С 1832 г. при них стали строить харчевни; с 1836 г. устанавливается с них особый, сбор в пользу городских доходов. В настоящее время (Свод Законов, т. XII, ч. П, изд. 1886 г.), П. дворы в городских поселениях учреждаются для доставления дешевого приюта простому народу; содержание их дозволено всем лицам, имеющим право торговли в городах, без ограничения числа; право их торговли одинаково с правом съестных лавок; свидетелства на содержание их выдаются (с обязательством уплаты годового акциза в пользу городских доходов) из городских общественных учреждений, порядком, определенным для трактирных заведений, наравне с которыми П. дворы подчиняются полицейскому надзору. Содержание П. дворов вне городских поселений предоставлено всем без испрашивания особых на то дозволений и без платежа акциза в пользу казны; назначение их — давать приют и продовольствие проезжающим. О праве торговли крепкими напитками — см. Трактирные заведения.

Предыдущая страница Следующая страница