Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 61, Пор - Пос)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 61, Пор - Пос)

Предыдущая страница Следующая страница

Портсмут, город в штате Огайо

(Portsmouth) — город в североамериканском штате Огайо, на реке Огайо. В окрестностях богатые залежи железа. Фабрикация гвоздей, сапог, печей, экипажей; заводы железопрокатные, лесопильные, мукомольные, кирпичные, винокуренные. Жителей (1890) 12394.

Порттикоски

(Porttikoski) — пороги на р. Ивалоиоки, в Финляндии, на протяжении ок. 20 км, с общей высотой в 60 м; на сев. берегу их — станция Культала, главный пункт добывания золота в Ивалоиоки (см. Инари).

Португалия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Португалия (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Португалов

(Вениамин Осипович) — известный врач-публицист (1835—96); род. в Полтаве, в зажиточной еврейской семье, учился в Харьковском и Киевском унив. по медицинскому факультету. В Киеве, под руководством профессора П. В. Павлова, П. занимался организацией воскресных школ. Служил врачом на родине, потом очутился на севере в Пермской губ., сначала в Шадринске, потом в Чердыни, где не имел даже права заниматься врачебной практикой, почему взялся за перо. Первый его очерк ("Шадринск и Чердынь"), помещен в "Архиве Судебной Медиц."; затем он принимал деятельное участие в "Деле" и "Неделе", преимущественно по вопросам гигиены. Получив возможность возвратиться на службу, П. был красноуфимским городовым врачом, потом заведовал двумя горнозаводскими врачебными участками на Урале, изучая быт и санитарное положение рудокопов, результатом чего явился очерк: "Гигиена рудокопов". С 1870 по 1880 г. был земским врачом в Камышлове, Самаре, Вятке и Бугуруслане. Позже, живя в Самаре, он принимал энергичное участие во всех просветительных и благотворительных учреждениях г. Самары и один из первых стал бороться в России с недугом пьянства, делая больным подкожные вспрыскивания стрихнином, выпуская популярные брошюры о пьянстве: "Пьянство — пагуба человека", "Пьянство, как социальный недуг", "Борьба с алкоголизмом" и мн. др. В последнее время П. всецело отдался устройству народных чтений в Самарском городском театре. Его статьи печатались в "Русском Богатстве", "Русс. Мысли", "Вестнике Воспитания", "Медицинском Вестнике", "Русской Жизни", "Стране", "Молве" и мн. др. столичных и провинциальных изданиях. Главные труды его: "Вопросы общественной гигиены" (1874) и журнальные статьи: "Пособие для фельдшеров", "Повальные чудачества", "Юдаизм и наука", "Знаменательные движения в еврействе", "Русская община", "Каштанство и пустовые души", "Оздоровление городов", "Однобокая гигиена", "Преступная управа", "Змей Горыныч", "Ученик об учителе".

Португальская литература

Статья большая, находится на отдельной странице.

Португальский язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Портулак

(Portul aca L.) — небольшой род растений из сем. портулаковых (Роrtulacaceae). Это — небольшие травы, развивающие лежачие или приподнимающиеся ветвистые стебли, с мясисто-сочными листьями и сухими пленчатыми, иногда щетинистыми прилистниками. Листья расположены по спирали или почти супротивно; самые верхние из них сближены к цветкам, в виде покрывала. Цветки желтоватые, розовые или красные (у культурных разновидностей разнообразного и яркого цвета), развиваются на верхушке стебля и ветвей поодиночке или по несколько. Околоцветник двойной; чашечка состоит из двух чашелистиков, из которых передний крупнее заднего; венчик из 4 — 6, совершенно свободных или у основания более или менее сросшихся лепестков, по отцветении обыкновенно расплывающихся в слизь; тычинок или 4, или много; нити их у основания большей частью волосистые; пестик с более или менее нижней, одногнездной завязью и 3, 8 раздельным столбиком; плод — многосемянная коробочка, вскрывающаяся крышечкой. Всех видов П. известно около 20; большинство их свойственно тропическим и подтропическим странам обоих полушарий, преимущественно же тропической Америке. В наиболее теплом климате Европы и на юге России встречается один вид, Р. oleracea L. (обыкновенный П.), на песчаных местах; иногда разводится как овощ. В садах культивируется, как декоративное растение, другой вид П., grandiflora L., родом из Южной Америки; цветки очень крупные, весьма красивые, разнообразного цвета; существуют и махровые разновидности. Размножаются семенами; посев производится весною в ящики или плошки, в теплице и парнике, высаживаются сеянцы в грунт в конце мая.

С. Р.

Портумн

(Portumnus) — римский бог гаваней. Он изображался с ключом и представляет собой олицетворение одного из аттрибутов Януса. В Риме он имел своего фламина (flamen portunalis), a в Тибрской гавани — храм. Позднее П. отождествился с Полемоном.

Портупей-прапорщик

— (воен.). Когда прапорщик не был офицерским чином, так назывались прапорщики, награжденные офицерским темляком. См. Прапорщики.

Портупей-юнкер

— юнкер, награжденный офицерским темляком. В военных училищах так называются унтер-офицеры из юнкеров. До 1880 г. это звание получали также те лица, которые теперь зовутся подпрапорщиками (см.)

Портупея

(воен.) — снаряжение для носки холодного оружия. У нижних чинов и обер-офицеров армейской пехоты и пешей артиллерии П. ременная, у прочих офицеров — галунная, по цвету металлического прибора. В иностранных армиях портупеей (porte- épé e) называется темляк (см.); отсюда термины П.-юнкер и П.-прапорщик.

Портус

(Франциск Роrtus) — филолог эпохи Возрождения (1511—1581). Уроженец Крита, преподавал греческий язык в Италии, но, став приверженцем реформации и особенно Кальвина, переселился в Женеву. Считался одним из лучших критиков своего времени. Его труды: "Annotationes in Aphthonicum, Hermogenem et Dionysium" (Женева, 1569), "Commentarii in Pindari carmina" (1569), "Ino omnes Sophoclis tragaedias prolegomena" (1584), "Annotationes in varia Xenophontis opuscula (1586), "Notae in Aristotelis rhetoricam" (1598). Он написал также: "R éponse aux lettres diffamatoires de Pierre Charpentier pour l'innocence des fidèles serviteurs de Dieu, massacrés le 24 aoû t" (1573). Сын его Эмилий П. (1550—1612) преподавал греческий язык в Лозанне, Майнце и Гейдельберге, редактировал много ценных изданий древних классиков и составил: "Lexicon ionicum-graecolatinum" (Франкф., 1603), "De prisca Graecorum computatione" (Гейдельб., 1604), "De nihili antiquitate et multiplici potestate" (Кассель, 1611), "De varietate linguarum" (1611).

Портфель

— выражение, часто применяемое к министерскому посту в конституционных государствах. "Министром без портфеля" называется член кабинета, не ведающий отдельной отрасли государственного управления, но имеющий в кабинете одинаковое с другими министрами право голоса. В торговом, именно банковом делопроизводстве, под П. разумеют совокупность различных ценных бумаг или векселей, напр., П. вексельный, П. процентных бумаг и др.

Портфель Инженер-Технолога

— собрание чертежей, машин новейшей конструкции на существующих фабриках и заводах, с пояснительным текстом. Журнал этот выходил в СПб. в 1865 г. ежемесячно, под редакцией Ф. Ф. Каупе.

Порты

(стар.) — по летоппсям и духовным княжеским XIV и XV вв. означали вообще одежду.

Портьера

(франц. porti è re) — занавеска, прикрепленная над дверью, свободно спускающаяся вниз, или собранная в складки и приподнятая с помощью шнуров. Назначение П. — закрывать собой дверное отверстие или скрадывать сухость его прямых линий. П. делаются из красивых материй, соответствующих комнатному убранству, иногда из дорогих ковров и роскошных шелковых тканей.

Порубежка

(Старая) — с. Самарской губ., Николаевского у., при р. Бол. Иргиз. Жит. 5629. 2 школы, 3 ярмарки.

Порубка лесная

— см. Проступки лесные.

Порукавичное

— в Малороссии начала XVII столетия, пошлина при покупке и продаже имений и домов, при откупе, аренде, питейной продаже водки, пива и меда. См. Закревский, "Старосветский бандурист".

Порухa

— в Малороссии так вазывают болезнь живота, колики и пр. Причиной считают подъем тяжести, иногда сглаз. Лечение состоит в том, что гладят живот крестообразно (народная форма массажа) и говорят заговор. Заговор на П. см. в I т. "Трудов" Чубинского, стр. 129.

Поручейник

(Slum L.) — родовое название растений из сем. зонтичных (Umbelliferae). Известно до 4 видов этого рода, растущих в Северном полушарии Нового и Старого Света, по болотам, берегам рек, ручьев, вообще в сырых местах. Это — многолетние травы, развивающие подземные побеги, иногда сильно утолщенные корни и надземные ветвистые стебли; листья у них перистые, у болотных растений двоякой формы; погруженные в воду — двоякоперистые, воздушные — простоперистые; цветки мелкие, белые, собранные в зонтики, с развитыми покрывалами и покрывальцами. Зубцы чашечки ясно заметные или едва развитые; лепестки с загнутой внутрь цветка верхушкой; плод — пятигранная семянка, имеющая нитевидные ребра и по три хода под каждой ложбинкой; белок на внутренней стороне плоский. В Европейской России дико растут три вида, из которых наиболее обыкновенный S. latifolium L. (широколистный П., паточник, сахарник, моржовые дудки), растущий по болотам, ручьям, берегам рек и озер, отличается от других видов ясно заметной чашечкой. В народной медицине этот вид употребляется от грыжи. S. Sisarum L. (сахарный корень) разводится иногда в огородах ради ароматных, сладких кореньев, употребляющихся как овощ, родом из Азии.

С. Р.

Поручение

— см. Доверенность.

Поручи

— (έπιμανιχία) или нарукавники — одна из принадлежностей священнического облачения, употребляемая для стягивании рукавов подризника на краях рук, перед кистью их. Так как архиерей и священник во время богослужении изображают П. Христа, то П. имеют аллегорическое значение тех уз, которыми был связан Иис. Христос.

Поручик

(воен.) — второй обер-офицерский чин во всех родах оружия, кроме казачьих войск, где соотв. чин — сотник. В войсках иноземного строя, в XVII в., поручиками назывались помощники ротных и эскадронных командиров.

Поручительство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поручительство (в уголовном процессе)

— см. Пресечения способов уклонения от следствия и суда.

Порфир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Порфира

(Porphyra Ag.) — морская водоросль из группы багрянок, или красных (см.) водорослей, из семейства Porphyraceae, или Bangiaceae, имеет вид широкой, но тонкой и нежной пластинки неправильных очертаний, складчато-волнистой, с цельными либо лопастными, или надорванными краями. Посредством очень короткой ножки такая пластинка П. прикрепляется к подводным предметам. Она состоит всего из одного слоя клеток и только в местах образования половых органов является многослойной. Известно несколько видов П., растущих в разных морях, в том числе в Балтийском, Белом и Черном. Р. leucosticta Thur., часто встречающаяся в Средиземном и Черном морях, имеет пластину в 10—40 стм дл. синевато-зеленого цвета с буроватым или пурпурно-красным оттенком. Половые органы у нее, как и у всех Porphyraceae, более простого строения, нежели у прочих багрянок. Прокарп с рудиментарной трихогиной (см. Красные водоросли). По оплодотворении в цистокарпе 8 или более карпоспор. Антеридии формируются близ краев пластинки, при этом вегетативные клетки повторным делением поперечными и продольными перегородками образуют 32 — 64 антеридиальных клеточки; содержимое каждой такой клеточки превращается в одну почти бесцветную и неподвижную спермацию. Тетраспоры похожи на карпоспоры, но несколько крупнее. Р. laciniata Ag. — похожа на предыдущую, пластинка у нее неправильных очертаний, растет в Немецком, Балтийском и друг. морях.

Г. Н.

Порфира царская

— см. Царские одежды.

Порфирий

— святые христианской церкви: 1) мученик; обратился к Христу при виде страданий Харлампия, епископа магнезийского и, объявив себя христианином, немедленно был замучен вместе с ним; 2) мученик, слуга ученого пресвитера (мученика) Памфила, с которым вместе замучен в 309 г.; 3) мученик; обезглавлен в 362 г. за обличение императора Юлиана в отступничестве; 4) мученик, при Диоклетиане; 5) стратилат императора Максимина, обращенный св. великомученицей Екатериной, во время нахождения ее в тюрьме; казнен, вместе с целым отрядом воинов в 200 человек, в 310 г.; 6) епископ газский (ум. в 421 г.), ревностный преследователь языческого культа; в продолжение своего епископства он уничтожил все языческие храмы и всех идолов в г. Газе, и всех жителей города обратил к Христу.

Порфирий (дополнение к статье)

(в мире Константин Александрович Успенский, 1804—1885) — епископ. См. А. П. Лебедев, " Преосвященный Порфирий Успенский " (Сергиев Посад, 1904).

Порфирий (в мире Георгий Иванович Попов)

— ум. в 1866 г., писатель, архимандрит, профессор по кафедре патристики в Моск. дух. акад., потом настоятель русской посольской церкви в Риме. Главные его труды; "Св. Киприан, еп. карфагенский" ("Творения св. отцов", XV), "Об авторитете св. отцов" ("Прибавл. к твор. св. отцов", т. XXII), "Жизнь св. Василия Великого" (в "Душеп. Чтении", 1864 и отдельно), "Жизнь св. Григория Богослова" ("Душеп. Чтение", 1864), Св. Григорий Нисский ("Прибавл. к твор. св. отцов", т. XX). "Св. Кирилл Иерусалимский" (там же, т. XIII), "Св. Кирилл Александрийский" (там же, т. XIII), "Жизнь св. Порфирия Газского" ("Душеп. Чтение", 1863), "Об издании житий святых в хронологическом порядке" ("Чтения общества любителей духовного просвещения", 1869). О П. см. "Православ. обозрение" (1866), "Странник" (1867), "Труды Киевской Академии" (1867).

Порфирий (Крайский)

— ум. в 1768 г., воспитанник, потом учитель и ректор Московской дух. академии, епископ суздальский, коломенский, белгородский, член св. синода. Славился как хороший проповедник. Из проповедей его напечатаны слова: "На великий пяток" (М., 1742), "На 26 августа" (М., 1712), и "На 26 ноября 1749 г.". В последнем он рисует картину реформ Петра I. Ему принадлежит новая редакция "Чинопоследования соединяемых из иноверных к православной церкви" (М. 1757 г.).

Порфирий (Успенский)

(1804—85) — знаменитый археолог. Родом костромич; учился в Костромской семинарии и СПб. духовной акад.; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене, он совершил свою первую ученую поездку — по Далматинскому побережью. В 1843 г. командирован на Восток для изучения нужд православия. После трехлетнего путешествия по Палестине и Сирии, во время которого он составил ценное собрание древних рукописей и книг, он был назначен начальником иерусалимской миссии и занимал эту должность до начала восточной войны. В 1858 г. он еще раз был командирован на Восток и, пробыв там три года, вывез обширнейшую коллекцию древних книг и рукописей. Всего древних рукописей и книг, на греческом, сирийском, арабском, эфиопском, грузинском и др. вост. языках, а равно рукописей церковнославянских им собрано столько, что, по замечанию специалистов, "целой четверти столетия мало для простого их описания". Рукописи и книги эти в настоящее время составляют собственность отчасти Академии наук, отчасти Имп. публичной библиотеки (см. "Краткий обзор рукописей преосв. Порфирия, хранящихся в СПб. публичной библиотеке", В 1865 г. П. возведен в сан епископа чигиринского, викария Киевской епархии; в 1878 г. назначен членом синодальной конторы в Москве. Ему принадлежит честь открытия знаменитого синайского кодекса Библии IV в.; он же нашел и изд. четыре беседы Фотия, патриарха константинопольского (СПб., 1864). Важнейшие труды П.: "Письмена Кинея Манафы на синайских утесах" (с 23 надписями египетскими и вавилонскими, СПб., 1857); "Вероучение египетских христиан (коптов)" (СПб., 1856); "Христианский Восток" (Египет и Синай — виды, очерки, планы и надписи, 1867), "Мнение о синайской Библии" (полемика с Тишендорфом, 1862); "Путешествие в Нитрийские м-ри в Ливии" (ряд статей в "Трудах Киевской Акад.", 1868—69); "Восток христианский. Абиссиния" (ряд статей в "Трудах Киевской Акад.", 1866); "Богослужение абиссинцев" (там же, 1869); "Восток христианский. Сирия" (в "Трудах Киевской Акад.", 1874—75); "История Афона" (первоначально в "Трудах Киевской Акад.", потом отдельно); "Первое путешествие в афонские монастыри и скиты" (Киев, 1877 и М., 1881); "Стихотворные пииты" ("Труды Киев. Акад.", 1878); "Проповедники в первых четырех патриархатах восточных и их проповеди" (там же, 1879); "Второе путешествие в афонские монастыри" (М., 1880); "Дионисий Ареопагит и его творения" (в "Чтениях Моск. общества любителей дух. просв.", 1878); "Афонские книжники" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1885). Заслуживают внимания также работы П., хранящиеся в рукописях: окончание истории Афона, юридические акты афонских монастырей, путешествие по Италии, путешествие по Фессалии, "Едемские народы", исторические сношения церквей константинопольской, иерусалимской, антиохийской и александрийской с церковью русской и др., а в особенности "Богослужение константинопольской церкви" (здесь помещены многие чинопоследования, раньше совершенно неизвестные). П. пожертвовал Киевскому церковно-археологическому музею драгоценную, единственную в своем роде коллекцию древних икон, собранных на Востоке. В настоящее время Акад. наук, под редакцией г. Сырку, издает дневник П.: "Книги бытия моего" (вышло 4 т., СПб., 1894—97).

Н. Б—в.

Порфирий (философ)

(232—305) — родом из Тира, главный ученик Плотина (см.) и издатель его сочинений; раньше встречи с ним в Риме учился у философа Лонгина в Афинах. Имя П. было собственно Малх, что по-сирийски значить царь; Плотин переделал его в Πορφύριος. Мнения П. о "сверхсущем", о трех началах, или "ипостасях", и о рождении мира путем нисходящих эманаций лишь оттенками отличаются от воззрений Плотина: так, он с еще большим вниманием относится к народным культам. В его системе Mиpa, кроме богов, демонов и героев классической мифологии, играют также роль "архангелы" и "ангелы", взятые из иудейства, к которому он относился с почтением, видя в нем одну из национальных религий. Христианство, напротив, своим отрицательным (по мнению П.) универсализмом вызывало в нем непримиримую вражду, которую он старался оправдать в большом полемическом сочинении: "15 книг против христиан" (χατά Χριστιανών), известном лишь по немногим цитатам у церковных писателей. Многие другие философские, астрологические и исторические сочинения П. дошли до нас лишь в отрывках или известны только по имени. Сохранились метафизическое соч. его: "Αφορμαί πρός τά νοητά" (изд. L. Ноlstemus, Рим, 1636) и "Введение в категории Аристотеля" (Είσαγογή είς τάς Αρ. χατ., изд. Busse, Б., 1887). В средние века и позже П. имел особое значение как систематизатор и толкователь Аристотелевой логики. Из учеников П. самым замечательным был Ямвлих (см.).

Вл. С.

Порфирит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Порфиров Петр Федорович

(1870—1903) — поэт, окончил курс в спб. унив. в 1893 г. Писать стихи П. начал еще на школьной скамье. В 1890 г. в " Живописном Обозрении " появилось первое его стихотворение — " Памяти друга "; стихи его затем печатались в " Жизни ", " Ниве ", " Севере " и др. Отдельно изданы поэма " Первая любовь " и " Оды Горация " (3 кн., перевод в стихах).

Порфироид

— Так называются породы, с одной стороны, содержащие в себе порфировидные выделения того или другого минерала, а именно слюды (парагонит или серицит), полевого шпата (ортоклаз или альбит) и кварца, с другой стороны, обнаруживающие слоистость, благодаря характерному распределению пластинок слюды, а часто и превосходную сланцеватую отдельность. Основная масса породы то фельзитовая, то тонкозернистая. П., очевидно, являются как бы связующим звеном между породами эффузивными и кристаллическими сланцами. П. представляют собой динамометаморфические образования и произошли или из порфировых туфов, или из седиментарных пород; в первом случае, они получают наименование кластопорфироидов, или туфопорфироидов, во втором — называются П. собственно. Некоторыми авторами под именем П. описаны несомненные динамометаморфические породы, образовавшиеся из кварцевых порфиров. Розенбуш принимает, что при кристаллическом дифференцировании превращающихся в П. седиментарных пород и, особенно, сланцев, нормальным является конкреционное образование гнезд, а не возникновение идиоморфных выделений, тогда как при кристаллическом дифференцировании расплавленных эруптивных масс имеет место обратное явление. Вообще определение первоначальной породы П. является делом весьма затруднительным. П. относятся к архейским или древним палеозойским образованиям и встречены в Саксонии, Вестфалии, Тюрингенском лесу, Таунусе, в штате Мичиган и других пунктах.

А. Карножицкий.

Порфироносец

(Porрhуrio) — см. Порфироноска.

Порфироноска

— или султанская курицa, (Porphyrio) — красиво окрашенные болотные птицы из сем. пастушков (Rallidae или Grallatores). Своим общим видом напоминают кур. От других родов пастушков П. отличаются большим голым щитком на лбу; твердым, очень высоким толстым клювом с овальными, не щелевидными ноздрями и длинными ногами, пальцы которых вполне разделены и совершенно лишены перепонок (кожистых оторочек). Средний палец короче плюсны. Несмотря на отсутствие перепонок на пальцах, П. хорошо и охотно плавают, летают же очень неловко, предпочитая, в случае опасности, спрятаться в камыше, осоке или в хлебе. Питаются растительными веществами: травой, листьями, семенами, но при случае разоряют гнезда и выпивают яйца других птиц и, как наши куры, с удовольствием едят мясную пищу. Крик их похож на клохтание и кудахтанье кур. Гнездо, свитое довольно небрежно из травинок, стебельков и листьев камыша и тростника, расположено на самой поверхности воды. Кладка весной — из 3 — 5 серых, красновато-серых или зеленоватых яиц с немногими буровато-красными пятнами. В высиживании яиц и выводе птенцов участвует и самец. Все П. легко приручаются и привыкают ко всем домашним птицам. Единственный европейский вид, синяя П., или синий камкалдак (Р. pollocephalus), водящаяся в Испании, Италии, на юге России, в сев.-зап. Африке и Палестине, считалась древними римлянами и греками святой птицей и содержалась как домашняя птица вблизи храмов. Цвет синей П. местами более темный, индиговый, местами более светло-бирюзовый. Подхвостье белое; узкое кольцо вокруг глаз — желтое; радужница, клюв, лобный щиток и ноги — ярко-красные.

Ю. В.

Порфирьев

— (Иван Яковлевич, 1823—1890) — нсторик литературы. Сын сельского священника вятской епархии, воспитанник Казанской дух. академии, П. состоял в последней профессором истории русской словесности; исполнял обязанности помощника ректора, редактировал орган Академии "Православный Собеседник". Когда в Казанскую академию была доставлена, в 1855 г., соловецкая библиотека, богатая мало известными до тех пор старинными рукописями, П. стал излагать в своих лекциях преимущественно результаты своих занятий древнерусской письменностью. Эти лекции послужили материалом для известного труда Порфирьева: "История русской словесности", первая часть которой — "Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Вел." — вышла в 1870 г., I отдел второй части — "От Петра Вел. до Екатерины II" — 1881 г., II отдел той же части — "Литература в царствование Екатерины II" — в 1884 г. (за эту часть книги П. получил Макарьевскую премию), третья часть — "Литература в царствование Александра I" — в 1891 г. "История русской словесности" П. является лучшим пособием для ознакомления с древнерусской словесностью; она выдержала несколько изданий и, в сокращенном виде, употребляется в средних учебных заведениях. Будучи одним из главных членов комиссии по описанию соловецких рукописей, П. издал, с довольно обширными предисловиями-исследованиями, вновь или по новым спискам, следующие памятники древнерусской письменности (в "Православном Собеседнике" и его "Приложениях"): "Три послания Игнатия, митр. тобольского" (1855), "Просветитель преп. Иосифа Волоцкого" (1855—57), "Молитва на всю седмицу, св. Кирилла, еп. Туровского" (1857), "Сказание преп. Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба" (1858), "Сочинения Максима Грека" (1859—62), "Сказание о блаженном Петре царевиче Ордынском" (1859), "Житие преп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей" (1859), "Слово в похвалу препод. Зосимы и Савватия Соловецких" (1859), "Житие препод. Елеазара Анзерского" (1860), "Несколько поучений Фотия, митрополита Киевского" (1860—61), "Послание Филофея, старца псковского Елеазарова монастыря, к дьяку Мисюрю Мунехину" (1861). Сюда же относятся: "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" ("Сборник II отделения Акад. наук", т. XVII" 1877, и отд.) и "Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях" (там же, 1890 и отд.). Из других трудов П. выдаются: "Употребление книги Псалтирь в древнем быту народа" (в "Православном Собеседнике", 1857, IV), "О чтении книг в древние времена России" (ib., 1858, II), "О почитании среды и пятницы в древнерусском народе" (ib., 1659, I), "Об источниках сведений по разным наукам в древние времена России" (ib., 1860, I), "Аллегорические изображения времен года" (ib.), "Домострой Сильвестра" (ib., 1860), "Об успехах церковной проповеди в народе" (ib., 1862), "Апокрифические сочинения в древней письменности" (ib, 1869, II), "Народные стихи и легенды" (ib., 1869, III), "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (Казань, 1873; докторская диссертация), "О соловецкой библиотеке, находящейся в Казанской духовной академии" (в "Трудах IV Археологического Съезда", т. II, 1878), "Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге" (в "Отчете о присуждении наград графа Уварова", 1890). См. "Православный Собеседник", 1890, №11, и ст. Г. З. Елисеева: "Из далекого прошлого двух академий. По поводу смерти И. Я. П." ("Вестник Европы, 1891, янв.).

Порхов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Порховские

— княжеский род, происходивший от четвертого сына кн. Святослава Ивановича Смоленского (ум. в 1386 г.), князя Ивана. Отрывочные и скудные сведения об этом роде встречаются в XV и XVI в., до 1658 г.; вероятно вскоре затем он пресекся.

Порцио Лука-Антоний

(Porzio) — итальянский врач (1639—1728), был профессором Неаполитанского университета. Написал: "Раraphrasis in Hippocratis librum de veteri medicina" (1681), "Erasiastratus sive de sangulnis missione" (Рим, 1682), "De militis castris sanitate tuenda" (Вена, 1685, много изданий; франц. перев. "M é decine militaire", Пар. 1744), "Opuscula et fragmenta de tumoribus" (Неаполь, 1701) и др. "Opera omnia" П. изданы в Неаполе, в 1736 г.

Порцио Симоне

— (Porzio, по-лат. Portius) — итал. писатель (1497—1554), был профессором в Пизе и пользовался большим уважением Тассо, который вывел его на сцену в своем диалоге "Portius". Написал: "De соloribus oculorum liber" (Флор., 1550), "De humana mente disputatio" (1551), " D e dolore liber" (1551), "De capitis doloribus encomion" (1551), "De rerum naturalium principiis libri II" (Неаполь, 1553). Сын его, Камилло П., написал: "La congiura de baroni del regno di Napoli contra il re Fernando I" (Рим, 1565; франц. пер., Пар., 1627).

Порционные деньги

(воен.) — денежные отпуски, назначаемые: а) обер-офицерам, должностям которых не присвоено столовых денег — 183 р. в год; б) больным офицерам, пользующимся на своих квартирах за неимением помещения в госпиталях, — по 30 к. в сутки; в) при некоторых командировках; г) в военное время — офицерам мобилизованных частей; П. деньги этого рода делятся на полевые для находящихся на театре военных действий, и походные; оклады — в зависимости от чинов; полевые — вдвое более походных.

Порция

(Porcia) — дочь М. Катона Утического, в первом браке жена М. Кальпурния Бибула, во втором — М. Брута (45), который ради нее развелся с Клавдией. Нравствено чистая и мужественная, она была из числа тех римских женщин, судьба которых тесно связана с историей Рима. Верная жена, П. была подругой мужа в его политической дятельности и руководила заговором против Цезаря; когда дело республиканцев было потеряно (42), она кончила жизнь самоубийством.

Порцянко

(Констатин, 1793—1841) — ординарный профессор и директор хирургической клиники в Виленском унив., где изучал медицину и получил степень д-ра медицины в 1818 г. за диссертацию: "De cancro labiorum". С 1822 г. читал, как адъюнкт, десмургию, с 1824 г. общую терапию и Materia medica; с 1832 г. директор хирургич. клиники. Много его мелких статей напечат. в польских газетах того времени.

Порча

людей и животных колдунами и ведьмами — суеверие, распространенное у всех народов. В Малороссии особенно опасаются П. коров ведьмами. П. молока и болезни сосков всегда приписываются ведьмам. В ночь под Ивана Купала во избежание П. коров ставят в хлевах косу или кладут четверговую свечу (горевшую на Страстях). Существует много других амулетов; напр., к рогам коров прикрепляют ремезовое гнездо. Объяснение поверий этого рода см. в 3 т. "Поэтических воззрений", Афанасьева, "О мифич. знач. некоторых поверий", Потебни, и "Культ. переживаньях" Сумцова (119), где подобраны соответствующие этнографич. материалы.

Порчелло

— (Giant onio Porcello di Pandoni) — итальянский гуманист половины XV в., род. в Неаполе, жил сначала в Риме; за участие в движении против Евгения IV заключен в тюрьму и потом изгнан; после долгих блужданий поступил секретарем к Альфонсу Неаполитанскому, по поручению которого сопровождал венецианского кондотьера Пиччинино во время войны со Сфорцей и затем описал эту войну ("Commentarii comitis Jacobi Piccinini", у Muratori, в "Scriptores rer. ital.", XX и XXV), был коронован поэтом рукой Фридриха III при посещении им Неаполя, позже служил у Федериго Урбинского и воспевал подвиги его (поэма "Feltria"). Немногие стихотворения П. напечатаны в сборнике "Trium poёtarum opuscula" (Париж, 1539), большая же часть остается в рукописях.

М. К.

Порчинский

(Иосиф Алоизиевич) — энтомолог, род. в 1848 г. В 1878 г. окончил курс СПб. унив. по естественному отделению физико-матем. факультета; состоял консерватором и библиотекарем энтомологич. общества, затем с 1874 г. секретарем того же общества. С 1895 г. заведует энтомологич. бюро министерства земледелия. П. совершил многочисленные поездки по различным местностям Европ. России, Кавказа и Зап. Сибири. Труды П.: "Материалы для естественной истории мух и их личинок, причиняющих болезни у человека и животных" ("Труды Русского Энтомолог. Общ.", IX), "Исследования по двукрылым насекомым России" (ib., XXVI), "Монография шмелеобразных двукрылых России и Кавказа" (ib., Х), "О мухе Вольфарта" ("Horae Soc. Ent. Ross.", XVIII), "Гусеницы и бабочки СПб. губ." (ib.,ХVIII, XXV, XXVI, XXVII, XXX), "0 кобылках, повреждавших посевы и травы в губ. Пермской, Тобольской и Оренбургской" ("Сельск. Хоз. и Лес.", 1893—95), "Насекомые, вредящие плодовым садам в Крыму" ("Сельск. Хоз. и Лес.", 1886—87), "Краткие сведения о насекомых, наиболее вредящих русскому полеводству" (СПб., 1882; 2-е изд., 1891).

Порш

(архитект.) — см. Готическое зодчество.

Поршни насосные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поршни, обувь

— обувь в виде лаптя, делаемая дз одного куска кожи, сшиваемого сыромятным ремнем. К П., употребляемым охотниками, пришиваются иногда нетолстая подошва и самые низкие каблуки; такие П. надеваются, обыкновенно, на длинные шерстяные чулки.

Поры

— см. Кожа.

Порыцк

— мст. Волынской губ., Владимиро-Волынского у. Жит. более 2 т. Церкви православная и катол. Евр. молитвенная школа. Училище. Несколько заводов. Торговый пункт.

Порэнцефалия

(porus, encephaloa) — обозначает болезненное изменение головного мозга, при котором полушарие представляет в каком-нибудь месте воронкообразное углубление вследствие сращений мозговых оболочек с внутренними частями мозгового вещества. Такое состояние мозга является результатом внутриутробных патологических процессов и приводит к недоразвитию умственных способностей — идиотизму, причем обыкновенно вместе с тем имеются прирожденные параличи.

П. Р.

Порюс-Визапурение

— княжеский род, происходящий от раджей Визапурских (Визапур = Виджапур) в Ост-Индии и переселившийся в Россию в конце XVIII в., при Екатерине II. Род кн. П.-Визапурских, внесенный в V часть родословной книги Казанской губ., пресекся, кажется, около 20-ти лет тому назад.

Порядковое число

Статья большая, находится на отдельной странице.

Порядная грамота

— устанавливала в древней Руси ряд (договор) при съемке крестьянами владельческих земель. Первые П. относятся к XVI в., хотя, по словам проф. В. И. Сергеевича, "порядок, в них обозначенный, сложился гораздо ранее". Самый простой вид П. представляют те случаи, когда крестьянин садился на разработанный уже участок с готовыми постройками. Содержание таких П. исчерпывается определением размера снимаемого участка и принимаемых крестьянином обязанностей за пользование им (работа на землевладельца и уплата ему денежного и хлебного оброка). Такова древнейшая дошедшая до нас П. гр. 1556 г. (А. Ю., № 177). Гораздо сложнее содержание П. тех крестьян, которые снимали новые земли или давно запущенные старые. В этих случаях нужно было расчистить пахотную землю от лесных зарослей, огородить ее, исправить постройки или возвести их вновь, для чего почти всегда съемщики получали льготы и подмогу деньгами, скотом и хлебом. Последняя возвращалась крестьянами в случае их ухода без выполнения принятых на себя обязанностей (ср. П. грамоту в А. Ю., № 178). Для предупреждения отказов от снятой земли позже стали вносить в П. грамоту неустойки, нередко вдвое превышавшие подмогу. С прикреплением крестьян к земле в П. вошло запрещение перехода. П. исчезают со времени Уложения Алексея Михайловича, которое ввело новый способ поступления в крестьянство - записку в крестьяне в помеством приказе.

Порядное

— старинная торговая пошлина, служившая дополнением к тамге (см.) и взимавшаяся, при покупке товара в лавку, с цены товара, и притом только с некоторых весчих товаров (мед, соль, рыба, хмель). Обыкновенная величина П. — от 1/2 до 2 денег с рубля. Исчезает П. в 1652 г.

Порядок

в систематике растений — собственно группа более или менее близких между собой растений; различными систематиками он определялся различно; ср. Система растений.

Порядок

— газета политическая и литературная; выходила в СПб. с 1 янв. 1881 года под редакцией М. М. Стасюлевича. Основной задачей газета ставила себе проведение идеи правового порядка в сознание общества: "Нам, как и всем образованным народам, нужен порядок, а нет порядка без ясного и свободно сложившегося сознания каждым своих прав и своего долга". Главными сотрудниками П. были: И. С. Тургенев ("Отрывки из воспоминаний чужих и своих"), Ю. Э. Янсон, С. Н. Атава (Терпигорев), П. В. Анненков, И. И. Кауфман, В. Ф. Корш, А. А. Головачев, Ф. П. Воропонов, барон Н. А. Корф, И. И. Янжул, В. В. Стасов, К. Д. Кавелин. Н. М. Ядринцев, К. М. Станюкович, А. И. Эртель, Л. З. Слонимский, А. И. Введенский, Г. К. Градовский, М. Л. Песковский, Е. К. Ропп. Музыкальной критикой заведовал Л. А. Сакетти, отчеты по театру писал кн. А. И. Урусов (Иванов), отдел литературной критики вел А. И. Введенский, воскресный фельетон — Атава, Станюкович и Г. Градовский, политический отдел — сначала В. Ф. Корш, потом Л. З. Слонимский. С 26 марта 1881 г. была воспрещена розничная продажа газеты; 8 января 1882 г. П. был приостановлен на 1,5 месяца, после чего более не возобновлялся.

Посавина

(сербск. Посавина, Посавье, т. е. долина р. Савы, немецк. Posawina) — 1) волнистая, отчасти покрытая лесом равнина по правому берегу р. Савы от р. Укрины до устья р. Дрины. Это самая плодородная часть Боснии; в особенности разводится слива, из которой гонится сливовая водка (сливовица). Главн. г. всей П., Берцка (Брцка), служит главным рынком для сливы. 2) П. (немецк. Saveland) в Хорватии-Славонии — длинная, от 4 до 45 км шириной, низменность по обоим берегам р. Савы, от Краинской границы до устья р. Унны, а оттуда только по левому берегу Савы до Дуная. Средняя ее высота достигает 100 м, длина — 400 км.

Посад Старый

(Веселовка) — село Пермской губернии, Осинского уезда, при реке Ирени. На месте П. с 1647 г. по 1663 г. стоял город Кунгур, перенесенный на место, где он теперь находится, после разорения его башкирами.

Посад, поселение городского типа

(стар.) — см. Посадские люди. В настоящее время П. — городское поселение, которое только названием отличается от заштатного безуездного города (см.).

Посад, свадебный обычай

— свадебный обычай у русских, поляков, болгар (у последних носит название "бучка"); состоит в торжественном усаживании невесты и ее подруг в переднем углу. У болгар в субботу накануне свадьбы бучкой служит правый угол избы, завешенный ковром и украшенный цветами. Весьма сходные обычаи встречаются у авар и некоторых других народов. Н. И. Костомаров усматривал в П. отражение старого обычая сажать князя на стол в знак вступления на должность. Больше оснований, однако, предположить происхождение обычая от древнего религиозного обряда. См. "Свадебные обряды" Н. Сумцова, стр. 156. и "Rites et usages nuptiaux", Волкова, гл. III, 182.

Н. С—в.

Посадка леса

— является наиболее распространенным в настоящее время способом создания насаждений, как при возобновлении вырубок, так и при разведении леса вновь. Для П. обыкновенно пользуются целыми молодыми растениями, так наз. сеянцами и саженцами, но некоторые породы (ивы, тополи) можно с успехом разводить и П. черенков и кольев, преставляющих куски ветвей или стволиков. В прежнее время считали возможным высаживать на открытые места только крупные деревца; такая П. обходилась дорого и находила, поэтому, лишь весьма ограниченное применение. Лишь в нынешнем столетии было установлено, главным образом благодаря трудам Пфейля, что с полным успехом можно высаживать и мелкие растения — 1 — 2-летние сеянцы. Дешевизна такой П. молодых сеянцев и обеспечила этому способу лесоразведения то широкое распространение, которым он пользуется в настоящее время. Сеянцы и саженцы для П. воспитывают в специально для этой цели устроенных питомниках (см.); при отсутствии последних иногда пользуются так наз. дичками (см.). Пересадка дичков имеет шансы на успех лишь в том случае, если растения вынимают и садят вместе с глыбой земли, окружающей корни. Глыбы крупных размеров могут быть вынуты с помощью обыкновенной лопаты, но более удобна специально для такой П. устроенная цилиндрическая лопата (см.). Пересадка тысячи растений с глыбами требует, при работе обыкновенной лопатой, от 8 до 12 рабочих дней; при работе же цилиндрической лопатой на это требуется всего 4 — 5 рабочих дней. Если к этому присоединить расход на перевозку растений, расход весьма значительный вследствие большого веса глыб, то окажется, что П. с глыбами может иметь лишь весьма ограниченное применение. Гораздо чаще прибегают к помощи П. с обнаженными корнями, которые хорошо сохраняются у растений, выросших на разрыхленной почве питомника. Для такой П. существует множество разнообразных приемов, существенные различия между которыми сводятся к следующему. Во-первых, ямы для посадки могут быть или выдавлены с помощью сажального кола (см.) или лопаты (см.), или выкопаны обыкновенной лопатой, или, наконец, П. может быть произведена без приготовления ям. Первый споооб отличается наибольшей дешевизной, но применим только на рыхлых или разрыхленных. предварительной обработкой почвах; второй обходится значительно дороже, но дает хорошие результаты даже при самых неблагоприятных условиях; третий, наконец, находит применение на сырых почвах, где ямки наполнялись бы водой. Во-вторых, корни высаживаемых растений могут быть или защемлены сдвиганием земли, или засыпаны рыхлой землей. В первом случае работа идет весьма быстро, но посаженные растения часто погибают, во втором же успех. П. более обеспечен, но она требует больших расходов. Наибольшим распространением пользуется дешевая, но рискованная П. защемлением, в выдавленные ямки. Гибель 10 — 20% посаженных по этому способу растений является делом обычным. Принимая эту убыль во внимание, следует производить более густую П., высаживая на данную площадь большее количество растений; это тем легче сделать, что для такой П. пользуются молодыми, 1 — 2-летними сеянцами, стоящими очень дешево. Вообще густота П. имеет большое значение, так как ею определяется не только стоимость работ, но и время наступления сомкнутости молодняка, который с этого момента начинает расти быстрее. Деревья молодняка, остающегося долгое время несомкнутым, сильно разрастаются в сучья, чем понижается техническая пригодность стволов. Поэтому многие считают, что вообще лес, разведенный П. и потому смыкающийся позднее посевного или естественно заселившегося, отличается худшими качествами. Однако это мнение несправедливо, так как при достаточной густоте П. могут смыкаться очень рано, на 4-м или 5-м году. Для удобства работ и для облегчения ухода за П. — высаживаемые растения располагают правильными рядами. Расстояние между рядами колеблется, обыкновенно, в пределах от 1 аршина до 1 саж. В ряду растения располагают более густо, иногда на расстоянии до 1 фута. При расстоянии в 1 саж. между рядами и между растениями в рядах получают квадратную П., при которой на десятине помещается 2400 растений; такое редкое размещение применяется лишь при П. крупных, перешколенных растений. При расстояниях в 3 арш. и 1 фут на дес. идет 25 тыс. растений, что представляет наибольшую, из обычно применяемых, густоту П.; такой густоты придерживаются лишь при П. однолетних сеянцев. — В России дело искусственного лесоразведения развито вообще весьма слабо, но разведение леса П. практикуется чаще других способов. Наиболее широкое применение П. находят при разведении леса в степях (см.). Отдельные приемы П. подробно описаны в каждом руководстве по лесоводству, из которых более подробны: Буркгардт. "Посев и П. леса" (СПб., 1876); Гейер, "Лесовозращение" (СПб., 1898).

В. Добровлянский.

Посадник

— в древней Руси называлось должностное лицо, имевшее значение княжеского наместника; завладевая каким-либо городом или краем, князь выражал свое право на вновь присоединенный округ тем, что оставлял там П. Случалось, однако, и так, что П. находился в городе во время личного пребывания там князя; так было, напр., при Ярославе в Новгороде. Впрочем, быть может, это относится только к данному месту, так как именно в этом крае — в Новгороде и Пскове — судьба посадничьей должности была несколько особая, и когда говорят о П., то обыкновенно имеют в виду, главным образом, новгородского. П. в Новгороде сперва также назначались князем, но после ссоры новгоодцев со своим князем Всеволодом Мстилавичем должность эта становится выборной и П. из лица, подчиненного князю, превращается в главного представителя Велиого Новгорода, является силой, контролирующей князя. В цветущее время новгородской жизни П. был посредником между народом и князем; без П. князь не мог ни судить, ни управлять, ни водить в поход новгородцев. "Новгородская печать П." прикладывалась ко всем новгородским грамотам. П. созывал вече (кроме тех случаев, когда оно сходилось по собственному почину), предводительствовал войском, укреплял Новгород и его пригороды, вел переговоры с соседями Новгорода, вместе с тысяцким вводил в дом св. Софии на сени нового владыку, т. е. передавал ему управление новгородской церковью. П. избирались исключительно из наиболее знатных боярских семей; число родов, из которых избирались П., не превосходит, за все время самостоятельной жизни Новгорода, 40. П., таким образом, de facto являлись представителями высшего класса новгородского общества, класса крупных капиталистов, в противоположность тысяцкому (начальнику новгородской "тысящи"), который, хотя также избирался из боярских фамилий, но главной обязанностью которого была забота о низшем слое населения. Срока должности П., как и других должностей в Новгороде, определить нельзя. Скорее всего можно предположить, что его избирали бессрочно, с правом сменять во всякое время, как скоро вече найдет его непригодным. П., находившийся в должности, назывался степенным. Степенный П. всегда был один; только под конец независимого существования Новгорода упоминается особый владычный П. Значение степенного П. было так велико, что нередко новгородды управлялись одним П., оставаясь без князя; князь не мог сменить П. Степенный П., сложив с себя должность, продолжал носить звание П., иногда с прибавлением эпитета старого. "Старые П." занимали видное место в правительственном совете, который составлялся из должностных лиц и бояр и держал в своих руках почти все дела Великого Новгорода; с другой стороны, они являлись иногда главами определенных партий, враждебных господствующей в данное время. Зачастую они снова были избираемы в П. степенные. В Пскове до XV в. П. были назначаемы из Новгорода. Превратившись, с указанного времени, в выборных, они пользуются в общине теми же правами и значением, как и в Новгороде. Более демократический строй псковской жизни наложил, однако, на эту должность особый отпечаток. Во-первых, не так строго соблюдалось правило избрания П. из боярских фамилий; во-вторых, власть П. была поставлена под более действительный контроль веча. Чаще сводился с должности степенный П., большее значение имели старые П.: в Пскове им иногда от веча давались такие же полномочия, какими по должности пользовался степенный П. Кроме того псковичи придумали целый ряд ограничений посадничьей власти; они избирают иногда по два степенных П., а с половины XV в. сокращают срок их должностных функций до одного года. В Новгороде до самого конца его самостоятельной жизни П. продолжал играть видную роль; в Пскове значение этой должности свелось на нет и вся власть сосредоточилась в руках веча. Уничтожая самостоятельность Новгорода (1478), вел. кн. Иван Васильевич требовал, чтобы в нем не было ни П., ни веча; решив покончить с самостоятельностью Пскова (1510), вел. кн. Василий Иванович потребовал только отказа от веча и даже не упомянул о П. в своем последнем требовании от вольного Пскова. Ср. Костомаров, "Северно-русские народоправства"; Беляев, "Очерки из русской истории".

М. П—ов.

Посадовский-Венер

(Артур Адольф, граф фон Posadowsky-Wehner, бapoн Poste l witz, род. в 1845 г.) — германский государственный деятель; происходит из старинной дворянской семьи в Силезии. Как крупный помещик, он занимался сельским хозяйством; с 1882 по 1885 г. был депутатом в прусском ландтаге, где принадлежал к свободным консерваторам. В 1893 г. назначен государственным секретарем имперского казначейства, т. е. имперским министром финансов. В этой должности он был всегда только тенью прусского министра финансов Микеля, добросовестно следуя его указаниям, но не обнаружив ни особенного административного таланта, ни особенных ораторских способностей. Написал: "Geschichte des schlesischen uradligen Geschlechts der Grafen P." (Бреславль, 1891).

Посадовский-Венер Артур-Адольф (дополнение к статье)

(граф Posadowsky Wehner, барон фон Postelwitz) — германский политический деятель. В 1897 г. назначен статс-секретарем по внутренним делам имперским, прусским государственным министром и заместителем имперского канцлера. Главное его дело на новом посту — проведение таможенного тарифа 1902 г., являющегося созданием крайнего протекционизма вообще и в особенности протекционизма аграрного: как автономные, так и конвенционные пошлины на иностранный хлеб повышены в полтора раза. Существовало опасение, что таможенный тариф помешает возобновлению торговых договоров, срок которых истекал в 1904 г., в особенности с Россией, на которой, как на стране, вывозящей хлеб, аграрные пошлины Германии должны были отразиться особенно тяжело. Однако, Россия, руки которой оказались связанными войной с Японией, принуждена была, ввиду политических услуг, оказанных ей во время войны Германией, согласиться на ее новый тариф. Политика П. (и Бюлова) увенчалась полным успехом.

В. В — в.

Посадские люди

Статья большая, находится на отдельной странице.

Посаженник

— старинный юридический термин, которым означалось лицо, получившее во владение область или город.

Посаженые

отец и мать — лица, играющие некоторую роль при православном браке. Они избираются из более почетных родственников или знакомых четы, вступающей в брак; при отсутствии у брачащихся родителей, они благословляют их иконами при отправлении из дома в церковь для венчания, причем их сажают на самое почетное место в доме (отсюда назв. посаженых). Им присваивается право совета и руководства в семейных делах новобрачных. Обычай иметь при каждом браке "посаженых" отца и мать и для жениха, и для невесты очень древен и ведет начало из Греции, где отец П. носил название συντεχνος — pater spiritualis, отец по духу.

Н. Бв.

Посвист

— иначе Позвизд, Похвист (областн. хвист = свист) — предполагаемое славянское божество бури, ветра. Его сопоставляли обыкновенно с Погодой и Стрибогом (см.); они появлялись божествами воздуха или двух противоположных его состояний (покоя и бури), как показывают и самые имена П. и Погоды. В таком именно смысле упоминаются Погода и П. у Длугоша (XV в.), откуда они перешли и в другие летописи (Хроника М. Бельского XVI в., I, 70 — 71; Густинская летопись, "П. С. Р. Л.", II, 257). В одной малорусской думе, сообщенной Кулишем (см.), П. (Похвыстач) играет роль божества бури. Вероятно, Погода в Посвист, как имена божеств, созданы Длугощем, первая — чтобы объяснить неясное имя собственное Подага, встречающееся у Гельмольда, путем перестановки согласных д и г , второй — вследствие желания создать Погоде мифологический антипод, причем Длугош обратил эпитет ветра, его прозвище, в имя собственное. Упоминание П., как имени божества, в малорусской думе объясняется только ее поздним происхождением или позднейшей интерполяцией. См. Фаминцын, "Божества древних славян" (I); Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (I и II); А. Котляревский, "Разбор 1-го тома Воззрений Афанасьева".

Ш.

Посволь

— мст. Поневежского у., Ковенской губ., при речке Лавене и Свольске. Здесь находился замок, построенный Гедимином против крестоносцев. Следы укреплений видны поныне к С от П., на горе Пилекальнис. В 1546 и 1559 гг. П. дарованы были польскими королями привилегии по уплате таможенных пошлин и льготы по торговле. Стефан Баторий в 1586 г. дал П. право взыскивать особое "торговое мыто". Жит. до 3,5 тыс. Костел, богадельня; синагога, училище. Источник холодных серных минеральных вод. Вода источника чиста, прозрачна: темп. ее (при темп. воздуха + 21Р.) + 7,8°С. По анализу проф. Томса, в 1000 частях воды плотных составных частей 2,482, после прокаливания 1,270; сернокислых натрия 0,0086, калия 0,0121, магния 0,1886, извести 1,8405, двууглекислой извести 0,6602, . двууглекислой закиси железа 0,0019, глинозема 0,0035, органических веществ 0,072, свободной СО 2 0,0240. Больные (ревматизм, невралгия, кожные болезни) съезжаются из соседних уездов для пользования ваннами, помещаясь в крестьянских избах. Устроенного заведения нет. Ср. "Врач" (1897, 886 стр.), ст. Щ. Я. Мера.

Посвящение (автора)

— (dé dicace, Widmung, Zueignung) — в широком смысле заявление автора, что он делает из своего произведения (литературного, научного, художественного) почетное подношение тому или иному лицу или его памяти, группе лиц ("Молодежи"), учреждению или даже отвлеченному понятию ("Свободе"). Название П. носят иногда и лирические вступления к большим стихотворным произведениям, с обращением к определенному лицу ("Мороз красный нос" Некрасова — П. сестре) или без него ("Zueignung" к "Фаусту" Гете). Теперь П. обыкновенно ограничиваются одним общим заявлением, с кратким указанием на внутреннее основание П. ("В знак..."), но еще не так давно принято было излагать П. в форме целого послания в прозе или стихах (épître dé dicatoire), в большинстве случаев весьма многоречивого, высокопарного и льстивого. Это являлось прямым следствием приниженного положения деятелей литературы, которые вынуждены были искать своему произведению и себе могущественных покровителей среди лиц знатных и богатых. Редко П. были следствием настоящего уважения и преданности; обыкновенно они делались в расчете на денежное вознаграждение (в Англии в XVII ст. П. стоило от 20 до 40 фун.). Ж.-Ж. Руссо, отказавшись посвятить свое произведение королеве, вызвал удивление современников. Как видно из одной эпиграммы Марциала (Lib. III, 2), П. были известны еще римлянам. Система покровительства сделала из Франции классическую страну П. Наряду с ничтожными писаками (напр., Рошетт де ла Мюрльера, который, посвятив свою книгу г-же Дюбарри, восхвалял в П. ее добродетели и таланты), печальная хроника посвящений насчитывает в своих списках много славных имен. Корнель, посвятив "Цинну" — за тысячу пистолей — президенту Монторону, написал ему в П. столь неумеренный панегирик, что " épî tre а Montauron" вошло в пословицу и Гэре (1641—1688), в своем литературном кодексе ("Parnasse r éformé "), между прочим устанавливал: "D éfendons de mentir dans les épîtres dédicatoires; supprimons tous les pané gyriques а la Montauron". Людовик XIII отказался принять П. "Полиевкта", боясь, что это ему будет дорого стоить. Драйден был известен подобострастием своих П. Даже Вольтер не брезгал ими. Злоупотребления П. вызвали разные виды реакции; Скаррон посвятил свою книгу "A tr ès honnête el trè s divertissante chienne dame Guille. mette"; в заголовке "Тристрама Шэнди" Стерн заявил: "П. продается". Сборники литературных курьезов Лаланна и Дизраэли перечисляют длинный ряд необычайных П. В XVIII в. им посвящена была целая литература, напр. Walch, "Diatriba de dedication i bus" (1715); Tacke, "Commentarius de dedicationibus librorum" (1733); Grundling, "De abusu dedicationum" и др. У нас панегирический тон литературы XVIII в. нашел себе весьма яркое выражение в П. Любопытную в культурно-историческом отношении параллель между старым и современным П. см. у П. К. Михайловского ("Сочиненения", т. I, стр. 733). Превосходны П. Жуковского — А. А. Воейковой ("Громобой"), Д. Н. Блудову ("Вадим"), вел. кн. Александре Николаевне ("Наль и Дамаянти"), Пушкина — к "Руслану", "Полтаве", "Онегину", Лермонтова — ряд П. к "Демону"

А. Г.

Посвящение (в сан)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Посев

— см. Семена (сельскохоз.) и Сеялки.

Посев леса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Посейдон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поселение

(юрид.) — см. Ссылка на поселение.

Поселения варваров на римской и византийской территории

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поселения военные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поселения иностранцев в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поселенные rycapcкиe полки

— возникли на Украине по мысли Петра Великого, приглашавшего для сформирования их сербских выходцев. Первый полк был сформирован в 1729 г. у мст. Тору; с 1759 г. формировались еще полки из сербов, венгерцев, волохов, молдаван и др. (см. Поселения иностранцев в России). После уничтожения Запорожской сечи (1776) пограничное гусарское войско было значительно усилено; в губ. Азовской и Новороссийской сформировано по 9 новых полков, которые, вместе с пикинерными полками, составили пограничное войско силой в 10 тыс. человек. Впоследствии они слились с местным населением Новороссийской губернии.

Поселенные войска

— существовали с древнейших времен преимущественно на границах государства, для защиты от неприятельского вторжения. Своеообразный вид П. войск образовался в Швеции в конце XVII в., под названием indelta, и сохранился до настоящего времени. Постоянные войны заставляли правительство производить частые наборы, крайне тяжелые для населения. Чтобы избавиться от них, одна из областей предложила выставлять и содержать определенное раз на всегда число солдат и в этом смысле заключила условие с правительством. Примеру этой области последовали и другие, так что постепенно наборы были прекращены. Страна была разделена на участки (отсюда и название indelta, т. е. распределенные) двух размеров: меньшие выставляли и содержали пехотинца, большие — кавалериста. Эта система дает ныне до 27 т. солдат, плохо обученных, но почти ничего не стоящих государ. казне. При поступлении на службу солдат обучается 4 месяца, во второй год — 1,5 месяца; сверх того установлены ежегодные сборы на 3 недели. В 1889 г. правительство предлагало заменить П. кавалерию вербованной, но это предложение было палатами отклонено. На этих же началах было основано содержание финских П. войск, существовавших до 1867 г. См. Казачество и П. военные. Ср. А. Редигер, "Комлектование и устр. вооруженной силы" (ч. I).

К.-К.

Поселенцы

— см. Ссыльнопоселенцы.

Поселки

— так называются в Астраханской губ., в уу. Астранском и Красноярском, довольно значительные селения, лежащие или на островах в самой нижней части Волжской дельты, или у сев.-зап. берегов Каспийского моря, и образовавшиеся для занятия рыболовством. Отличительные признаки их: 1) отсутствие у жителей собственной земли даже под усадьбами, так как большая часть последних находится на земле частных владельцев, казенной, монастырской, казачьей, калмыцкой и др. Расположенные на казенных землях П. пользуются усадебной землей на праве 24-летней аренды, а остальные — по взаимному соглашению. 2) Разнообразие состава населения: всего больше крестьян и мещан разных губерний, но есть также казаки и лица разных других сословий. Разнообразие состояний и вероисповеданий (более всего православных) сглаживается однородностью занятия — рыболовство — и единством промышленных интересов. 3) Отсутствие определенного административного и общественного устройства. Благосостояние П. довольно высоко. Они появились во второй половине прошлого столетия и в начале ныншнего, но стали быстро расти только в последнее время: в 1872 г. считалось 42 поселка, с 8446 жит., а в 1895 г. их было 53, с 18744 жит. Совершенно иной характер имеют П. в Калмыцкой степи, в которых поселены кpeшевные калмыки (напр. Бюсюрта, Элиста, Шандаста, Болгун). Несмотря на отведенный им земельный надел и пособие при поселении, все эти П. — незначительные, бедные селения, влачащие жалкую жизнь и населенные преимущественно "байгушами" (т, е. убогими); один только П. Червленный, в сев.-зап. части степи, представляется более устроенным и населенным.

Ф. Ш.

Посельная запись

— старинный юридический термин, означающий запись о поселении крестьян на владельческой земле, большей частью без указания условий поселения, которые означались в порядной (см.).

Посельский

(стар.) — управляющий дворцовым селом; первоначально П., равно как и все заведовавшие дворцовым управлением, были из холопов. Впоследствии они управляли почти на правах наместничьего суда (без уголовной юрисдикции).

Поселяне государственные

— живущие на землях, пожалованных и утвержденных за лицами высшего мусульманского сословия: членами бывших ханских фамилий, беков и агаларов, а равно меликами из армян в Закавказском крае, на основании Высочайшего повеления 6 декабря 1846 г. Означенные П. обязаны были отправлять в пользу владельцев установленные повинности в вознаграждение за пользование их землей, размер которых был определен положениями 1847 и 1851 гг. В 1870 г. было издано новое положение, применительно к общему положению о крестьянах 1861 г., о поземельном устройстве государственных П., водворенных на землях лиц высшего мусульманского сословия, а равно меликов из армян в губерниях Елисаветпольской, Бакинской, Эриванской и в уу. Тифлисском и Ахалцихском Тифлисской губ. На основании этого положения, государственные П. сохраняют предоставленное им право на надел землей в постоянное пользование в тех имениях, где они водворены; право собственности на земли остается за владельцами, причем П. могут требовать на каждую душу мужского пола 5 дес., если имеют меньшее количество, с тем, чтобы у владельца оставалось не менее одной трети всех удобных земель. Участки поселянской земли, усадебные и полевые, состоящие в наделе отдельных поселянских домохозяев (дымов), остаются в потомственном пользовании этих дымов; они могут быть уступлены другому поселянину, принадлежащему к тому же поселянскому обществу. Все П., водворенные в имении одного владельца, составляют поселянское общество. Повинности за пользование землями и угодьями определялись уставными грамотами: в пользу землевладельцев вносится повинность с урожая всех земных произведений, под названием малджегат, или багра (1/10—4/30 урожая), и, кроме того, денежная повинность взамен обязательных рабочих дней по тем имениям, где эти рабочие дни до того отбывались или где они заменялись, по обычаю, сборами с предметов хозяйства и промышленности, (в Ахалцихском у. Тифлисской губ.), в размере 15 — 30 коп. с десятины; каждый дым отвечает порознь за исправный взнос повинностей. Наместнику кавказскому предоставлено было установить правила для расценки на деньги повинности с урожая земных произведений и для определения по такой расценке денежной повинности или оброка за надел; этот оброк остается неизменным в течение 20 лет. П. предоставлено право во всякое время приобрести в собственность их земельный надел или по добровольному соглашению с владельцем, или без согласия владельца (в последнем случае не менее 7 1/2 и не более 15 дес. на дым); приобретение производится без содействия правительства, но при этом применяются льготы, указанные в ст. 6 Положения о выкупе 1861 г.; сумма выкупа определяется посредством капитализации из 6% повинностей за выкупаемый надел. Для приведения в действие вышеозначенного положения о поземельном устройстве государственных П., в том же году были учреждены мировые посредники и губернские по поселянским делам присутствия (см.); кроме того, до 1883 г. были кандидаты к мировым посредникам. Имения, в которых водворены государственные П. на основании поселянского положения 1870 г., распределены на мировые отделы. Губернских по поселянским делам присутствий три: елисаветпольское, бакинское и эриванское; Ахалцихский и Тифлисский уу. Тифлисской губ. по делам П. подлежат ведению тифлисского губернского по крестьянским делам присутствия. Присутствия состоят под председательством губернаторов из 2 — 3 членов, назначаемых главноначальствующим гражданской частью; в присутствиях заседают на правах членов местные управляющие государственными имуществами, а в 1894 г. включены в их состав и вице-губернаторы. Жалобы на губернское присутствие по делам, касающимся прав владельцев и П., и по делам (как распорядительным, так и спорным) о поземельном и хозяйственном устройстве П., приносятся главноначальствующему гражданской частью на Кавказе.

Посемейные списки

— по уставу о воинской повинности служат основанием для составления призывных списков лицам податных сословий. Ведутся городскими управами и волостными правлениями, с обозначением состава каждой семьи, возраста ее членов и кто из них в последние 6 лет поступил на военную службу по призыву.

Посемье

— так называлась в древней Руси область Верхнего Сейма, с центральным городом Курском, составившим впоследствии особый удел Черниговского княжества. До конца XI в., когда П. вошло в состав черниговского княжества, оно было предметом раздоров между черниговскими и переяславскими князьями и служило обычным путем в Северскую Русь для половцев, в которых черниговские князья находили себе постоянных союзников. Владимир Мономах овладел посемским городом Вырем, ближайшим к Переяславской земле, и удержал его, несмотря на нападения половцев, о чем он говорит в своем "Поучении детям". См. Черниговское княжество.

Посессионные заводы

— горные заводы, построенные частными людьми, но получившие от правительства лес, землю, рабочих или рудники. Начало посессионного права можно найти уже в XVI в., когда Строгановы получили на Урале земли с правом варницы ставить, соль варить и рыбу ловить, безоброчно; им было предоставлено бессрочное пользование землей. Лишь при Петре I земли Строгановых обратились в вечное и потомственное владение. В 1702 г. были переданы Никите Демидову Верхотурские железные заводы на р. Нейве у магнитной руды, причем к заводу были приписаны Аятская и Краснопольская слободы и с. Покровское (см. Горнозаводское дело). В 1721 г. покупать деревни к заводам разрешено было и купцам (см. Горнозаводские крестьяне). Одновременно с изданием, в 1739 г., берг-регламента (см. Горное законодательство) повелено было построенные казной рудокопные заводы отдать частным людям, с уплатой денег в течение 5 лет, а ежели в то время сполна не выплатят, то платить проценты с того, что на ком за уплатой капитала останется. На основании этого указа были розданы частным лицам почти все казенные заводы (см. Горнозаводское дело); некоторые, впрочем, были взяты обратно в казну за неплатеж покупателями причитавшихся с них сумм. Указом 1753 г. устройство заводов в Оренбургской губ. предоставлялось исключительно частным людям. По указам 1794, 1797 и 1799 гг., заводы, основанные без пособия от казны, были обложены добавочной горной податью в размере меньшем, чем заводы, выстроенные с пособием от казны. В 1797 г. предписано было произвести повсеместное исследование о казенных землях и прочих посессиях, к частным фабрикам и заводам приписанных, "точно ли оные употребляются для тех надобностей, которые к непременному и действительному существованию заводов и фабрик необходимы и ради которых к оным приписаны". В учреждении министерства финансов 1811 г. проведено окончательное разграничение заводов владельческих и П. (см. П. крестьяне). Указом 1825 г. все фабрики и заводы, получившие от казны пособие, были названы посессиями. В 1824 г. допущено было получение ссуд из заемного банка под залог П. заводов, причем посессионеры не могли получать, сверх нормальной ссуды, дополнительных 50 руб. на ревизскую душу, положенных для помещиков. В том же году разработка золота на землях как помещичьих, так и П., предоставлена исключительно владельцам; такое же специальное разрешение было дано в 1854 г. П. владельцам Алапаевских заводов относительно добычи жернового камня. При освобождении крестьян платежи и повинности за производимые из П. земель наделы были предоставлены посессионерам. По сведениям 1868 г., всех П. заводов на Урале считалось 72, распределенных на 17 заводских округов; при заводах 1540 рудников (действующих 1002, запасных 538), а земель и лесов ок. четырех млн. дес. Право искать руды на землях посессионных заводов принадлежит содержателям заводов, но всякий имеет право в землях, отведенных от казны к посессионному заводу, искать руды другого металла, кроме того, который выплавляется или выделывается на заводе, а также золото. Недвижимое имущество П. заводов есть их неотъемлемая принадлежность; никакая часть имущества не может быть отчуждена отдельно; продажа завода без раздробления требует разрешения горного департамента; перечисление земель, лесов, рудников от одного П. завода к другому совершается с утверждения сената; в случае смерти владельца завод переходит к его наследникам, но без раздробления. Владелец обязан производить и поддерживать заводское действие, правильно и соразмерно разрабатывать рудники. Казна имеет право предоставить разработку руд иного (кроме отведенного) металла и другим лицам. Эксплуатация лесных богатств подчинена особому контролю; заводы несут расход на содержание лесной администрации и стражи. Горная подать с выплавленных металлов вносится П. заводами в полуторном против обыкновенного размере. Наконец, они уплачивают все земские сборы за приписанные к ним казенные леса и земли. В настоящее время к числу обширных П. владений принадлежат округа: Нижнетагильский — до 600000 дес., Верхъясетский — до 700000 дес., Алапаевский — 800000 дес. и др. Казенных лесов, приписанных к П. заводам, до 2 млн. дес.; расхода лесных материалов из П. горнозаводских лесных дач в 1896 г. было: для горнозаводских надобностей 475360 куб. саж., для потребностей населения — 132442 куб. саж., всего на сумму 568586 руб. Лесных смотрителей и помощников их состояло в 1896 г. на дачах П. заводов — 64, лесной стражи — 739 чел.; на содержание администрации и стражи израсходовано 209712 р. Дохода от лесов, приписанных к П. заводам, поступило в казну в том же году 64269 руб. Кроме Урала, П. заводы существуют и на Кавказе; им отведено лесов 2800 0 дес. Существовавшие П. фабрики пользовались ничтожными, сравнительно с П. горными заводами, пособиями: всего было отведено фабрикам 21000 дес. земли, в том числе одной Панаевской писчебумажной, в Тобольской губ. — до 13000 дес. П. фабрики были 1863 г. обращены во владельческие (см. Посессионные крестьяне). Ср. Удинцева "П. право" (Киев, 1897) и его ст. в "Юридич. Вестнике", 1892, №№ 9 и 10.

Посессионные крестьяне

Статья большая, находится на отдельной странице.

Посестрия

(стар.) — постриженная жена.

Посиделки

— сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен. Собрания эти в разных местах носят разные названия: вечерницы (см.), вечереньки, досветки, оденки, супрядки, улицы, беседки; различие между вечерницами и улицами в Малороссии то, что первые происходят зимой, в хате, а вторые — летом, на улице. В некоторых местах Великороссии вечереньки отличаются от досветок тем, что первые бывают вечером, причем веселятся девушки и парни; вторые наступают после ухода парней и короткого сна девушек и состоят в занятии шитьем, пряжей и песнями. На вечерние супрядки в г. Котельниче (Вятской губ.) собираются исключительно женщины. У южных славян также встречаются вечерницы, которые у болгар носят название "сединки", т. е. посиделки. Происхождение П. и вечерниц кроется в глубокой древности; они представляют собой, вероятно, остатки языческих обычаев. П. издавна подвергались обличениям в безнравственности и преследованиям, сначала со стороны духовенства, потом со стороны административных властей. Так, в 1719 г. Киевская духовная консистория предписала позаботиться о том, чтобы "попрестали... Богу и человеком ненавистные гулянья, прозываемые вечерницы"; ослушникам угрожали отлучением от церкви. В настоящее время, на основании многочисленных этнографических исследований, можно сказать, что П. и досветки, за редкими исключениями, не представляют собой ничего безнравственного. — П. и вечерницы весьма часто описывались малорусскими писателями-беллетристами (Гоголем, Квиткой, Шевченко и др.). — Ср. Н. Ф. Сумцов, "Досветки и П." ("Киевская Старина", 1886 г., № 3).

Посидипп

(Poseidippos) — rpeч. драматург, один из представителей так назыв. новой комедии, родом из Кассандреи в Македонии, жил около 265 г. до Р. Хр. От 40 комедий П. сохранились лишь отрывки. По одной из его пьес Плавт составил своих "Менэхмов". Статуя П. имеется в Ватикане.

Посидоний

— математик и астроном, родился в Апамее в Сирии в 135 г., умер в Риме в 50 г. до Р. Хр. Жил долго в Родосе. Был учителем Цицерона. Известен второй попыткой определить размеры земного шара (первая принадлежит Эратосфену). Звезд α Корабля Арго (Канопус) по оценке П. подымалась в Александрии 1/46 долю окружности, т. е. 7 1/2 °, в Родосе же только показывалась на горизонте, а линейное расстояние между этими городами (которые П. считал расположенными на одном меридиане) оценивалсь моряками от 5000 до 3750 стадий. Отсюда окружность земли от 240000 до 180000 стадий. К сожалению, точная величина стадии неизвестна Во всяком случат метод П. уступает методу Эратосфена. П. считал расстояние от Земли до Луны равным 52 1/8, а до Солнца 13098 земным радиусам, что соответствует параллаксам в 65'.9 и 15."6 и представляет баснословную для его времени точность; но совершенно неизвстно на основании каких соображений получил он эти числа.

Предыдущая страница Следующая страница