Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 33, Пиг - Пик)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 33, Пиг - Пик)

Предыдущая страница Следующая страница

Пигей

— хребет Приморской обл. Сев.-Уссурийского края, на побережье Татарского прол., заполняющий пространство в верховьях р. Бархатовки, составляет отрог хребта Сихота-Алина, достигает 1155 фт. высоты.

Пигльгейм

Бруно (Piglheim, 1848—94) — немецкий живописец, вначале учился скульптуре в Гамбурге, у Липпельта, а потом поступил в ученики Дрезденской акад. худ., но через два года должен был бы оставить ее как признанный бездарным, если бы проф. Шиллинг не взял его в свою мастерскую. Здесь П., кроме нескольких пластических эскизов, вылепил очень удачную фигуру для фонтана. Проведя после того недолгое время в Италии, он перешел от скульптуры к живописи, в течение полугода занимался ею в Веймарском художественном училище под руководством Паувельса и в 1870 г. отправился в Мюнхен, где учился у В. Дитца. Из первых самостоятельных работ, исполненных П. в этом городе, в котором он с того времени жил до самой своей смерти, были наиболее замечены худож. критикой картина "Семейное счастье" и плафоны "День" и "Ночь". Еще сильнее выказался его талант в картине "Moritur in Deo" (Спаситель, умирающий на кресте, и ангел, целующий его в чело), обращавшей на себя общее внимание на международных художественных выставках 1879 г. в Мюнхене и 1880 г. Берлине. За этой картиной следовали произведения П. совершенно в ином роде — пикантные, исполненные с удивительным вкусом и мастерской бравурностью пастели: "Пьеретта", "Пшют", "Танцовщица", "Diva", "Девушка с собакой" и др., в которых художник выказал себя достойным соперником лучших из французских живописцев современной жизнерадостности и мирской суеты. Однако он вскоре вернулся к более возвышенным сюжетам и написал в 1888 г. большое, поразительное по драматизму "Положение во гроб", после которого из-под его кисти вышли глубоко прочувствованная поэтическая картина "Слепая" (1890) и великолепная панорама "Распятие", которая была показываема во всех главнейших городах Германии и, к несчастью, сгорела в Вене в 1892 г. Последними произведениями П. были ряд портретов семейства известного заводчика Круппа и картины "Мадонна", "Античная танцовщица среди мечей", "Античные юноша и девушка, ласкающиеся друг к другу весной, сидя у гробницы" и нек. др. Вообще это был художник, одаренный живой фантазией, разносторонний и оригинальный, отказавшийся от всяких академических преданий и смотревший на природу лишь как на средство выражать идею и чувство, что и удавалось ему вполне благодаря его знанию рисунка и полному обладанию техникой красок. Несмотря на кратковременность своей деятельности, он занял видное место в новейшей истории не только немецкой, но всей европейской живописи.

А. Св.

Пигмалион

— царь Тира с 820 по 774 г. до Р. Хр. (по царским анналам, переданным Менандром). К его 7-му году у Тимея и др. приурочено основание Карфагена сестрой его, Дидоной-Элиссой; бог П. (Peum-eljon — побуждаемый вышним) отождествлен, вероятно, с одноименным царем Тира.

Пигмалионизм

(от Пигмалиона, см.) — особая форма половой психологии, выражающаяся в стремлении к половому соитию (или к созерцанию с целью полового возбуждения) со статуей или с живой женщиной, изображающей статую.

Пигмеи

(Πυγμαϊοι), собств., "люди величиной с кулак" — в греч. мифологии сказочный народ карликов, живущий в Ливии. Илиада (III, 6) повествует о их битвах с журавлями (ср. L. v. Sybel, "Mythologie der Ilias", 1877, и Л. Ф. Воеводский, "Введение в мифологию Одиссеи", Одесса, 1881; последний объясняет сказание о П. с точки зрения солярной теории). В более позднем развитии сказание о П. входит в легенду Геракла. Когда последний победил ливийского великана Антея, сына земли, и отдыхал после борьбы, П., жившие, подобно муравьям, в песке, повыползли толпами, в полном вооружении, из своих норок и напали на него. Они хотели отомстить за Антея, так как были, подобно ему, детьми земли. Геракл, проснувшись, забрал их всех в свою львиную шкуру и унес с собой. Некоторые исследователи пытались объяснить сказание о П. существованием народов-карликов в тропической Африке, известных уже египтянам. Греческое искусство, в особенности вазовая живопись, любило изображать комическую войну П. с журавлями.

А. Щ.

Пигмент (физиол.)

— красящее вещество, см. Кровь, Гемоглобин, Желчь, Билирубин, Биливердин, Гематоидин, Моча, Уробилин.

Пигментное перерождение

т. е. превращение самой протоплазмы клетки в пигмент, наблюдается при многих патологических процессах, большей частью ведущих к атрофии клетки и образующих группу так наз. пигментных атрофий. П. перерождение наблюдается в клетках сердца при так наз. бурой атрофии, в клетках так наз. меланотических опухолей, в клетках кожи при многих патологических ее пигментациях.

Пигментные опухоли

— см. Саркомы.

Пигментные пятна

— см. Пятна пигментные.

Пигменты (техн.)

П. называются различного рода красящие вещества, как естественные, так и искусственные, в значительных количествах употребляемые при крашении изделий из волокнистых веществ (пряжи, тканей, бумаги и пр.), кожи, металлов и других предметов. Число ныне известных красящих веществ весьма значительно; далеко, однако, не все имеют техническое значение. В природе красящие вещества редко находятся в чистом виде и большей частью входят в состав сложных органических групп, так наз. "хромогенов", из которых они и могут быть выделены при помощи тех или других химических манипуляций. Естественные П., смотря по их происхождению, могут быть отнесены к двум большим группам: 1) органическим естественным П. (см. Краски органические естественные) и 2) минеральным естественным П. (см. Краски минеральные). Органические естественные П. иногда подразделяются: на животные П., добываемые из различных животных, и растительные пигменты, приготовляемые из растений. Искусственными органическими пигментами называются П. (см. Краски органические искусственные), приготовляемые химическим путем из различного рода простейших органических веществ, преимущественно ароматических углеводородов. В зависимости от своих химических свойств П. разделяются на два больших класса: субстантивных, или моногенетических, и адъективных, или полигенетических, пигментов. Первые большей частью представляют сами по себе окрашенные вещества, и как бы ни изменялись условия закрепления П. на волокно, цвет его не изменяется. Примерами такого рода П. могут служить фуксин, ультрамарин, индиго и т. п. Полигенетическими П. называются П., часто сами по себе не представляющие окрашенных веществ, но способные с различными вспомогательными веществами, протравами, давать то или другое окрашивание. Примерами их могут служить: ализарин, кампеш, церулеин и др. Сам по себе бесцветный ализарин дает красное окрашивание с глиноземом, фиолетовое с окисью железа и коричневое, или пюсовое, с окисью хрома. В последнее время с развитием техники красильных П. очень большое число естественных П. потеряли почти всякое значение, что, конечно, находится в зависимости от того, что искусственные П. представляют значительное преимущество как в отношении яркости краски, так и большей легкости закрепления их на волокно.

А. П. Лидов. Δ .

Пиго-Лебрен

(Pigault-Lebrun) — собственно, Антон П. де Л'Епинуа — франц. романист, в свое время очень популярный, и драматург (1753—1835); был актером, солдатом, таможенным чиновником. Напечатал свыше 70-ти романов, из которых более известны: "L'enfant du carnaval" (1792), "Les barons de Telsheim" (1798), "La folie espagnole" (1801) и "M. Botte" (1802), a из комедий — "Le pessimiste" (1789), "L'amour de la raison" (1799), "Les rivaux d'eu x-mê mes" (1798). Его романы и драмы вместе с "M élanges litté raires et critiques" (1816) соединены в "Oeuvres compl è tes" (1822—1824). На русский язык романы П. часто переводились, причем его называли Пигольт-Лебрюн, Пиголе-Брюн, Пиголт и пр.: "Сто двадцать дней" (СПб., 1806), "Господин Кенлень" (М. 1810), "Услужливый маркиз" (М., 1819), "Валентин" (М., 1820), "Прекрасный паж" (М., 1816—17) и др.

Ум.

Пигоро

Александр-Николай (Pigoreau) — франц. книгопродавец-издатель и библиограф (1765—1851). Составил: "Petite bibliographie biographico-romanci ère ou Dictionnaire des romanciers taut anciens que modernes, tant nationaux qu'é trangers" (1821), с многочисленными продолжениями и дополнениями (1821—1831).

Пигостиль

— слившиеся конечные хвостовые позвонки птиц, остающиеся свободными у бескилевых (Ratitae).

Пиготт Эдуард

(Pigott, 1750—1810) — английск. астроном. Главные его работы относятся к переменным звездам: открыл изменяемость блеска η Aquilae и др., вместе с Гудрике определил период Альголя. Ему принадлежит первый каталог переменных звезд. Проводил взгляд, подтвержденный теперь спектральным анализом, что новые звезды следует рассматривать как отдельный класс переменных. Разработал способ определения долготы места из наблюдений кульминаций луны. Эдуарда П. путают с его отцом Натаниэлем П. (1725 — 1804). Этот последний, тоже астроном, предпринял одновременно с В. Гершелем систематическое измерение двойных звезд. Около 1775 г. переехал в Бельгию, где и умер.

Пидалион

(от греч. πηδαλιον — кормило, руль на корабле) — греческий сборник, составленный в конце прошлого и начале нынешнего столетий (1793—1800) двумя учеными монахами (Агапием и Никодимом) по распоряжению патриарха и синода Константинопольской церкви, с примечаниями на общеупотребительном греческом наречии. Ближайшим поводом к составлению этого труда было печальное состояние источников права в греческой церкви и невозможность для всех пастырей церкви иметь у себя различные руководства по церковному праву. Цель издания П. — избрать из всех прежних толкований лучшие и формулировать их в кратких, но ясных и точных выражениях, для сведения и руководства "простецов". Название πηδαλιον сборник получил оттого, что христианская церковь у некоторых отцов и учителей церкви (Киприана, Златоуста, Василия Вел. и др.) изображается в виде корабля, управляемого под верховной властью Самого И. Христа св. апостолами, соборами и св. отцами, правила которых составляют как бы кормило или кормчего. Такое иносказательное название церкви встречается и в Апостольских постановлениях (II кн., гл. 58). Пидалион составлен на основании общего канона церкви, как он определен Трулльским собором и изложен в синтагме Фотия. К тексту присоединены: а) толкования, взятые преимущественно у Зонары, частью же у Вальсамона и Аристина; б) 35 правил Иоанна Постника, 87 правил патр. Никифора и ответы константинопольского патриарха Николая Грамматика монахам в силу практического значения всех этих правил в церкви восточной. В конце П. помещено несколько статей церковно-юридического содержания (о степенях родства и запрещенных браках, о брачных договорах), а также форма употреблявшихся в древности представительных и увольнительных грамот для священнослужителей, отправлявшихся в чужие епархии, форма развода, форма завещания и т. п. Законы гражданские не включены в П.; только из новелл приведены некоторые постановления, совершенно сходные с канонами церковными и помещенные в виде примечаний к ним. Сборник этот, изданный в Лейпциге (в 1801 г.) в небольшом количестве экземпляров, составлял библиографическую редкость, пока в 1841 г. не был снова издан в Афинах. Он был принят во внимание при издании славянской "Книги правил". Ср. П. Нечаев, "Учебник по практическому руководству для пастырей" (вып. 1, СПб., 1892); И. Никольский, "Греческая кормчая книга" (М., 1888).

Пидерит

(Theodor Piderit) — писатель, род. в 1826 г.; по профессии врач. С 1850 по 1864 г., как политический эмигрант, жил в Вальпарайзо. В области мимики и физиогномики выдается соч. его: "Grunds ätze der Mimik u. Physio gnomik" (Брауншв., 1858; 2-е изд., "Mimik und Physiognomik", Детмольд, 1886; перевод в "Артисте", 1891, февраль; 1892, март; 1893, декабрь). П. принадлежат еще: "Gehirn und Geist" (Лпц., 1863; русский перевод "Мозг и его деятельность", СПб., 1866), "Theor ie das Glü cks" (Лпц., 1867; русс. перевод П. Вейнберга, СПб., 1868), "Kuriose Geschichten" (Б., 1872), драмы "Sch ö n Rotraut" (1874) и "Charlotte von Wolfenb ü ttel" (1876), трагедия "Die St ä dingen. Театр. пьесы П. собраны под заглавием: "B ü hnendichtungen" (Норден, 2-е изд., 1882).

Ум.

Пидна

(греческ. Πύδνα, лат. Pydna) — укрепленный г. на зап. берегу Фермейского залива в македонской области Пиерии, у подошвы горы Олокра, основанный греками. По Фукидиду, П. уже очень рано подчинилась македонянам. Филипп Македонский укрепил ее, расширил и украсил. В 168 г. до Р. Хр. при П. македонский царь Персей (см.) был здесь разбит наголову римлянами. После покорения Македонии Римом началось постепенное падение г. П., который, по словам Страбона (7, 330), с течением времени принял название Κίτρος или Κίτρον (латинск. Citrum). Это название уцелело до настоящего времени в наименовании одной из соседних деревень.

Пидьба

— р. Новгородской губ. и у., лев. прит. Волхова; течет почти параллельно Волхову в юго-зап. направлении и впадает в последний близ с. Устья; длина 35 вер. Часто упоминается в истории. В 992 г. сокрушенный новгородцами Перун выплыл при устье П., но был прибрежными жителями снова отброшен в Волхов. В 1471 г., во время войны ц. Иоанна Васильевича с Новгородом, кончившейся падением последнего, московские войска стояли на П.

Пиелисский уезд

или Пиелис-Ярвисский уезд — в Куопиоской губ., в Финляндии.

Пиемонт

(фр. Pi é mont, ит. Piemonte, лат. Pedimontium — т. е. земля, расположенная у подножия горы) — обл. в сев.-зап. Италии. 29378 кв. км, 3289237 жит. (1893 г.), т. е. 112 на 1 кв. км. Граничит на С с Швейцарией (кантон Валлис), на З с Францией. Центральная часть области, по которой протекает р. По с притоками, состоит из невысоких гор, холмов, равнин и долин. Здесь процветает земледелие, скотоводство, производство вина, оливкового масла. По степени развития шелководство занимает первое место. П. богат серебром, медью, свинцом, железом, солью и минеральными источниками. Делится на 4 провинции: Алессандрию, Кунео, Новара, Турин. Старинное княжество П. образовалось из графства Сузы, которое в 1073 г., за пресечением владетельного рода, перешло к Савойе. В XIII в. П. распался на две части, вследствие чего явились две линии, Савойская и Пиемонтская. Последняя возведена была импер. Генрихом VII в княжеское достоинство. В 1418 г. она пресеклась, и владения ее вновь перешли к Савойской линии. Истории П. — см. Савойя и Сардиния.

Пиерантони Огусто

(Pierantoni) — итальянский юрист. Род. в 1840 г. В 1860 г. принимал участие в походе Гарибальди в Сицилию; в 1866 г. сражался в качестве добровольца в пьемонтской армии. Состоит проф. в римском унив. С 1874 г. депутат, с 1883 г. сенатор. Его труды: " Dell'abolizione della реnа di morte " (1865), "Storia degli studi del diritto internazionale in Italia" (1870); "Trattato di diritto internazionale" (1881); " La реnа di morte negli stati moderni" (1877); "La rinunzia alla successione nel diritto internazionale" (1896); "Trattato di diritto constituzionale" (1897) и др.

Пиерантони-Манчини

Грация (Pierantoni, урожд. Mancini) — итальянская писательница; род. в 1843 г. Из новелл ее выдаются "Dora", "Lidia" (1880), "Commedie d'infanzia" (1881). Лирические стихотворения ее ("Poesie" и "Nuove po é sie") вышли в свет в 1879 и в 1888 гг.

Пиерий

— катехет александрийского огласительного училища (265—281 г.), пресвитер александрийской церкви. По словам блаж. Иеронима, преподавание П. было так красноречиво и он писал так много сочинений, что его прозвали Оригеном младшим. Патриарх Фотий, называя П. мучеником, пишет, что он оставил 12 книг, между прочим, о Пасхе, на Евангелие от Луки, на пророка Осию; но сочинения П. до нас не дошли. См. В. Дмитревский, "Александрийская школа" (Казань, 1884); архиеп. Черниг. Филарет, "Историческое учение об отцах церкви" (т. I, СПб., 1882).

Пиерола

Николай (Pierola) — перуанский диктатор, род. в 1839 г.; был адвокатом в Лиме, издавал консервативно-клерикальные газеты. В 1869 г. П. был назначен министром финансов; его операции вызвали сильное расстройство финансов, и он был принужден спасаться бегством. В 1879 г. овладел диктатурой и доставил господство клерикалам. С 1895 г. вновь состоит президентом республики Перу (см.).

Пиерола Николай

(Pierola) — перуанский политический деятель. Род. в 1839 г.; был адвокатом и журналистом, в 1869 г. — министром финансов при президенте Балта. Преданный суду по обвинению в злоупотреблении казенными деньгами, был оправдан, после чего поселился на время в Соед. Штатах. В Перу он имел партию, с помощью которой делал неудачные попытки восстаний в 1874 и 1877 гг. В 1879 г. вернулся в Перу и принял участие в войне с Чили. В конце 1879 г. произвел новое восстание, свергнул президента и провозгласил себя временным главой республики. Не будучи в состоянии справиться как с Чили, так и с внутренними замешательствами, он в 1881 г. бежал за границу. Когда в 1895 г. президент Касерес был низвергнут восстанием, организованным П., последний был выбран президентом и занимал этот пост до 1899 г.

В. В — в.

Пиерос

(лат. Pi è rus, греч. Πίερος) — царь эматийский (Ήμαθία — древнейшее название Македонии, позднее название одной местности в Македонии), давший своим девяти дочерям имена девяти муз. Они затеяли состязание с музами в пении и, оставшись побежденными, были в наказание обращены в сорок (см. Овидий, "Метаморфозы", кн. 5, 295—310). Другой П. считался отцом муз, т. е. ввел в г. Феспиях (у подошвы горы Геликона) почитание муз, установил их число и имена. Пиеридами назывались то действительные музы, то дочери П., царя эматийского.

Пиеррида

— беллетристический сборник, издававшийся студентом горного института Н. Яковлевым в СПб. в 1802 г. Вышли 2 части.

Пиетро

(Pietro) — маленький о-в на Средиземном море, близ Сардинии. Протяжение с С на Ю — 13 км, ширина 8500 м. Поверхность — 43 кв. км; 3500 жит. Главный город — Карло-форте. Остров большею частью горист и бесплоден; мало хлеба, но превосходное красное вино. Значительные соляные варницы и рыболовство. В 1743 г. о-в заселен генуэзцами.

Пижма, растение

(Tanacetum L.) — род растений из семейства сложноцветных (Composite), подсемейства Tubuliflorae, колена Anthemideae; подколена Chrysantheminae, соединяемый некоторыми авторами с родом поповник (Chrysanthemum L.). Tanacetum vulgare L. (Chrysanthemum v. Bernhr.) — П., или дикая рябинка, имеет перисто-раздельные листья с перисто-надрезанными или игольчатыми дольками. Все части растения имеют сильный запах и горький вкус, особенно цветки плода, и употребляются против глистов. Во многих местностях России, кроме того, употребляется при слабости пищеварения, от головной боли, головокружения, от ломоты, желтухи, падучей болезни и т. д. Tanacetum Balsamita L. (Chrysanthemum Balsamita L., Balsamita major Desf., B. suaveolens Pers.) — калуфер, канупер — с продолговатыми, игольчатыми серо-зелеными листьями, имеющими бальзамический запах; встречается в Южной Европе на стенах и т. п. сухих местах и разводится также в садах. Прежде было аптечным растением (Herba balsamitae majoris s. menthae romanae), теперь употребляется только как народное средство против глистов, для ослабления колик и для вызывания менструации.

Пижма, река (вятско-костромская)

— правый приток р. Вятки. Берет начало в Ветлужском у. Длина течения 180 в. Берега невысокие, но крутые и большей частью лесисты. Орошает уу. Котельничский и Яранский и впадает в р. Вятку около с. Кукарки. Сплав леса. Пристань в с. Кукарке, с которой в 1894 г. отправлено товаров 405 т. пд., прибыло 545 т. п. Главный предмет отправки — хлеб и лесные материалы.

Пижма, река (мезенская)

Р. Архангельской губ., Мезенского у.; исток ее лежит в южной части Тиманского хребта, откуда она течет вообще к З до своего впадения в р. Мезень. Общая длина течения около 200 в.; имеет значение как соединительный путь между западной и восточной частью Архангельской губ., так как верховья ее удалены всего на три версты от истока реки того же имени, но впадающей в Печору.

Пижма, река (пермская)

— см. Пыжма.

Пижма, река (печерская)

р. Архангельской губ., Печорского у., исток ее также лежит у Тиманского кряжа, вытекает из озера Ям, откуда направляется к СВ; общая длина течения около 200 в.; впадает в Печору одним устьем с Цыльмой. Судоходна на большем протяжении своей длины.

Пижо

Эстам-Николай (Pigeau) — франц. юрист (1750—1818), профессор гражданского судопроизводства в Ecole de droit. Написал: "Le Praticien du Ch â telet de Paris" (1773, переизд. в 1779 и 1807 под загл.: "La proc édure civile des tribunaux de France"), "Introduction à la procédure civile" (1784), "Notions élémentaires du nouveau droit civil" (1803—1805), "Cours élémentaire des codes pénal et d'instruction criminelle" (1812), "Commentaire sur le code de procédure civile" (1824).

Пиза, город

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пиза, провинция

(Pisa) — провинция в Италии. 3055 кв. км, 309915 жит. (1895). Отроги Тосканских Суб-Апеннин (с вершиной Витальба в 674 м выс.); к С от долины р. Арно Пизанские горы (вершина Монте Серра в 918 м выс.). Реки — Серкио, Арно, Чечина, Корниа; берега их низменны, частью болотисты; по берегу моря тянутся нездоровые местности (мареммы П. и Вольтерры). Главное занятие жителей — сельское хозяйство; пшеница (406186 гкл), маис (183741 гкл), кормовые растения, маслины (42618 гкл масла), вино (483389 гкл). Много минеральных источников (Bagni di San Giuliano, Casciana и др.). Алебастр, мрамор, известь, медь, борная кислота, бура, соль, уголь. Бумаготкацкое дело (735 механических и 10000 ручных станков). красильные фабрики, чугуноплавильные заводы, изготовление шелка-сырца, стекла, гончарных изделий, кирпича, свечей, шляп, канатов, кожи.

Пизан

(Chrestienne или чаще Christine de Pisan) — французская писательница из группы первых провозвестников литературы Возрождения. Род. в Венеции в 1363 г. и была привезена пяти лет в Париж отцом, Николаем П., астрологом Карла V. Выйдя замуж за пикардского дворянина дю-Кастель, она осталась вдовой с тремя детьми и долго бедствовала, стараясь жить литературным трудом и упорно отказываясь оставить Францию, несмотря на лестные приглашения ко двору короля английского Генриха IV и герцога миланского Галеаццо Висконти. Умерла около 1431 г. Сочинения П., весьма многочисленные, изданы далеко не все. Главные ее сочинения: "Le livre des faits et bonnes moeurs du roi Charles V" ("Coll. des M é moires", Petitot, a также coll. Michaud et Poujoulat); "La vision de Christine" — рассуждение о морали; "Le tr ésor de la cité des dames ou Livre des trois vertus" (П., 1497 и 1503) — наставление, как воспитывать принцесс; "Le livre des faits d'armes et de chevalerie", "Le corps de Politie", "Ep î tres sur le roman de la rose" — суровая критика этого произведения; "Le chemin de long estude" (1549), "Le livre de mutation de fortune", "Le poè me de la Pucelle" (перепечат. в "Le proc ès de Jeanne d'Arc", 1841—1849). "Oeuvres poé tiques" П. изданы Soci été des anciens textes, т. I и II, 1886—91. Несмотря на бесцветный характер дарования, П. сыграла некоторую роль в обновлении литературного языка и "оставила пять-шесть строф или страниц, заслуживающих бессмертия" (Лансон). См. J. Boivin, "Vie de Ch. de P." в "M émoires de L`academie des inscrip."; Gabr. Naudé, "Oeuvres"; Gauthier, "Notice sur P." в "Actes de L`Acad. de Bordeaux" (1845); Thomassy, "Essai sur les é crits politiques de Ch. de P." (Пар., 1838).

Ар. Горнфельд.

Пизангоед

— см. Бананоед.

Пизандр, афинский государственный деятель

(Πεισανδρος). — Впервые имя его как члена следственной комиссии упоминается в процессе против Алкивиада. Когда после взятия спартанцами Декелеи, сицилийского поражения и отпадения от афинян Хиоса, Эрифр и Милета олигархическая партия составила заговор для ниспровержения демократического правления, П. вместе с 10 другими афинянами был отправлен к Алкивиаду, который в это время порвал сношения с лакедемонянами и находился в сатрапии Тиссаферна. Алкивиад, перед тем безуспешно убеждавший Тиссаферна отказаться от союза со спартанцами в пользу афинян, предъявил послам от имени Тиссаферна такие требования, что они отказались от переговоров и вернулись в Афины. П. решил произвести революцию без помощи Алкивиада и персов. Он послал своих единомышленников по разным городам для уничтожения демократического строя и повсеместного водворения олигархии. В то же время заговорщики тайно убили в Афинах Андрокла и других ревностных представителей демократической партии, а Пифодор предложил присоединить к коллегии 10 пробулов еще 20 человек для составления проекта нового государственного устройства. В назначенный день народное собрание было созвано в Колоне и по предложению П. отменило все законы, прямо или косвенно ограничивавшие право требовать нововведений; затем П. предложил отменить жалованье должностным лицам (кроме архонтов и пританов) и предоставить все дела управления собранию из состоятельных 5000 граждан, которых должна была избирать особая комиссия из 100 человек. Эти сто, избрав каждый по три товарища, составили совет 400, которому до образования народного собрания были поручены все дела государства, включая право избрания должностных лиц. Совет четырехсот тотчас же вступил в переговоры со спартанцами и отправил посольство на о-в Самос, где афинское войско принимало участие в борьбе с тамошними олигархами. Вожди афинских демократов на Самосе, Фрасибул и Фрасил, отказались вступить в соглашение с посланными 400 и решились пойти на Афины, чтобы свергнуть олигархов. Узнав об этом, П. и другие олигархи стали укрепляться в сев.-зап. части Пирея, на мысе Этионее. Вскоре, однако, один из олигархов, Фриних, был убит; народ прекратил работы в Пирее и срыл возведенные укрепления. В это же время показался в виду Пирея спартанский флот. Последовавшее морское сражение при Эретрии кончилось поражением афинян, которые тотчас же уничтожили совет 400 и вверили управление государственными делами 5000, в состав которых вошли все носящие оружие. П. с товарищами бежал к спартанцам в Декелею, а имущество его было конфисковано. О смерти его ничего не известно.

Н. О.

Пизандр, имя двух греческих поэтов

(Πεισανδρος). — 1) П. с о-ва Родоса, автор поэмы Ήρακλεια в 2 (12?) книгах. Он первый ввел в мифические сказания о Геракле число 12-ти подвигов и атрибуты его — львиную шкуру и дубину. Поэма П. пользовалась в древности большим распространением и высоко ценилась. До нас дошли из нее лишь несколько стихов. П. жил в конце VI века до Р. Хр. — 2) Сын поэта Нестора из Ларанды, эпический поэт начала III века до Р. Хр., автор Ήρωικαι θεγαμιαι в 60 книгах. Сочинение его не дошло до нашего времени.

Н. О.

Пизани

— дворянский род, происходящий из Пизы, откуда предки его около 905 г. переселились в Венецию. Луиджи П. был дожем венецианским в 1690 г., другой Луиджи П. — в 1730 г. Двое из П. были кардиналами. Одна ветвь этого рода поселилась в Константинополе; Николай Антонович П. в 1772 г. вступил в русскую службу, был драгоманом русского посольства в Константинополе, сидел вместе с Я. И. Булгаковым в Семибашенном замке, потом был драгоманом Азиатского департамента (1802). Род П. внесен в III часть род. книги Виленской, Ковенской и С.-Петербургской губ.

Пизано Леонардо

(Pisano) — итал. математик (1180—1260); в своем сочинении "Liber Abad" (1202) в изложении арифметики и алгебры арабов П. ввел инд. или араб. цифры; П. оставил еще работы по математике "Liber quadratorum", "Practica geometriae" и "Flos".

Пизано, художники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пизанский собор 1409 г.

К концу XIV в. католическая церковь обнаруживала ясные признаки внутреннего разложения, коснувшегося и папства, и белого духовенства, и монашества. Так наз. великий раскол отнял всякую надежду на реформы со стороны папства. Все более и более завоевывала доверие проповедь галликанизма (см.), представителем которого являлся Парижский университет в лице д'Адьи, Герсона и Клеманжи. Отсюда и вышел план соборной реформы с целью покончить с великим расколом, исправить недостатки церковной организации и доктрины и устранить возможность повторения подобных явлений в будущем. Собор был созван не папой и не императором, как бывало прежде, а коллегией кардиналов. Оба бывшие в то время папы (Григорий XII и Бенедикт XIII) прокляли тех, кто явится на П. собор и созывали каждый свои соборы; но у них было уже мало приверженцев, и почти вся церковь была на стороне П. собора. К нему примкнуло большинство кардиналов обоих пап (24), масса представителей от местных церквей, от монашеских орденов и университетов (25 архиепископов и епископов, 41 приор, 288 аббатов, 300 докторов богословия и канонического права), представители европейских государей, депутаты от различных учреждений. Григорий XII и Бенедикт XIII ни сами не явились на собор, ни представителей своих не прислали, объявив, что они неподсудны собору; тогда он низложил их и воспретил христианам им повиноваться. Вместо того, чтобы тотчас же приступить к реформам, П. собор, заставив кардиналов дать клятву, что тот из них, кто будет избран на папский престол, не распустит собора до окончания его трудов по реформированию церкви, 26 июня избрал в папы Пьеро Филарджи, принявшего имя Александра V. Этот шаг погубил все дело. Собор не успел еще ничего сделать для реформы, как новый папа 7 августа распустил его, предоставив архиепископам право собрать местные соборы для реформирования их епархий и обещая через три года собрать новый вселенский собор для преобразования общего устройства церкви. Через 10 месяцев Александр умер; на папский престол вступил известный своей развращенностью Иоанн XXIII. Таким образом, собор не только не устранил "порчу" церкви, но даже не уничтожил "схизмы"; низложенные папы не отказались от власти и кое-где находили еще приверженцев: вместо двух пап стало трое.

М. В—ий.

Пизарро

Франциск (1470—1541) — испанский конквистадор, завоеватель Перу; в детстве не получил никакого образования и всю жизнь оставался неграмотным. Был пастухом, потом солдатом; с ранней молодости обнаруживал жажду приключений. В 1510 г. поехал в Новый Свет и сопровождал Бальбоа при его переходе через Кордильеры и открытии Тихого океана. О предприятиях его против Перу см. Перу (история). Когда завоевание страны было окончено, П. приступил к ее управлению и обнаружил при этом довольно большие административные способности; он удачно выбрал место для столицы, основал г. Лиму, умел привлекать эмигрантов. Но его тщеславие и мстительность сильно вредили ему; ссора с Альмагро перешла в открытый разрыв, потом в междоусобие. В 1535 г. Пизарро пожалован титулом маркиза (титул угас с его смертью и был восстановлен лишь при Филиппе IV). В 1538 г. Альмагро был разбит, взят в плен и казнен; через три года П. убит на улице Лимы сторонниками Альмагро. Он имел сына и дочь от индианки, дочери Атагуальпы; первый умер вскоре после его смерти, вторая вышла замуж за Гернандо П., брата Франциска. Потомок Гернандо П. при Филиппе IV получил титул маркиза De la Conquista. См. Helps, "Life of Pizarro" (Лондон, 1869).

В. Водовозов.

Пизек

(Pisek) — гор. в Богемии, см. Писек.

Пизистрадиды

— сыновья Пизистрата; см. Гиппий и Гипиарх.

Пизистрат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пизолит

— см. Гороховый камень

Пизон

(Piso) — название одной из фамилий плебейского рода Кальпурниев. Из ее представителей наиболее известны: 1) Кай Кальпурний П., претор 186 г., наместник Дальней Испании, получивший триумф за победу над лузитанцами и кельтиберами. 2) Люций П. Честный. Будучи в 149 г. народным трибуном, он провел первый закон о преследовании взяточничества (rеpetundae), учредив постоянный уголовный суд по делам этого рода (quaestio perpetua repetundarum). Он считался автором летописи, начинавшейся с основания Рима и доходившей до современной ему эпохи. 3) Кай П. Честный, зять Цицерона; в процессе Верреса (70 г. до Р. Хр.) он значительно поддержал Цицерона, выставив сильные улики против обвиняемого.

4) Люций П. Цезонин, консул 58 г. до Р. Хр., наместник Македонии в 57 и 56 годах, тесть Юлия Цезаря. В своей речи "De provinciis consularibus" Цицерон вооружился против злоупотреблений П. в управлении провинцией и советовал сенату отозвать его от должности. Когда по возвращении в Рим П. стал грозить Цицерону судебным преследованием, последний произнес в 55 г. до Р. Хр. против него речь ("Oratio in L. Calpurnium Pisonem"), в которой он в самых черных красках изобразил общественную и частную жизнь П. 5) Кай П., стоявший во главе заговора против Нерона и поплатившийся за то жизнью.

Н. О.

Пизуерга

(испанская Pisuerga, среднелатинская Pisorica) — правый и притом наибольший приток р. Дуэро, берет начало в северной части испанской провинции Паленсиа в Кантабрийских горах на западном склоне Пенья Лабры (Pe ñ a Labra), образует границу со стороны Бургоса, начиная с Алар-дель-Рей сближается несколько с Кастильским каналом, принимает в себя притоки слева, со стороны Бургоса — Арланцонт, который берет начало с сев.-зап. стороны у подошвы Сиерра-де-ла-Деманда (граница Логроньо), и начинающуюся на Сиерра де Нейма р. Арланцу, ниже Паленцуэлы, а справа Карион; пройдя в общем около 235 км, впадает в Дуэро в 15 км ниже Вальядолида.

Пиис

Пьер-Антуан-Огюстэн (Piis) — французский поэт (1755—1832), автор многочисленных пародий, водевилей, куплетов, весьма популярных в конце прошлого века; много пьес написано им в сотрудничестве с водевилистом Баррэ ("Th éâtre de Piis et Barré ", 1784). Более известные из соч. П.: "Harmonie imitative de la langue fran ç aise" (1785, поэма), "Chansons nouvelles" (1785), "Opuscules divers" (1791), "Chansons patriotiques" (1794), "Chansons choisies" (1806). Часть сочинений своих П. собрал в "Oeuvres choisies" (1811).

А. Г.

Пий Х

— римский папа. Первоначальное его имя — Джузеппе Сарто. Род. в 1835 г.; был священником, директором семинарии, епископом мантуанским, кардиналом и патриархом венецианским. После смерти Льва XIII, 4 авг. 1903 г. избран папой. В первое время в прессе шел спор, в честь которого Пия он пожелал принять это имя, но в настоящее время вряд ли может быть сомнение в том, что сердцу П. Х всего ближе был Пий IX: обоих отличает та же непримиримая политика, то же нежелание считаться с духом времени. В аллокуции в консистории 9 ноября 1903 г. новый папа торжественно заявил о своем твердом намерении следовать по стопам своих предшественников, не отказываясь от стремления к восстановлению светской власти курии. По-прежнему папа разыгрывает роль ватиканского узника. В 1904 г., когда предстоял приезд в Рим президента франц. республики Лубе, папа выразил резкий протест против этого посещения, увидев в нем оскорбление Св. престола. Этот протест послужил исходной точкой конфликта, закончившегося отделением церкви от государства во Франции. Во время выборов в итальянскую палату депутатов в 1904 г. папа, не отменяя формально запрещения католикам участвовать в выборах, приказал епископам рекомендовать верным сынам церкви такое участие. Это была полумера, имевшая ничтожные результаты: в палату проникло 2 или 3 клерикала. См. de Waal, "Papst Pius X" (Мюнхен, 1903); Schmidlin, "Papst P. X. Sein Vorleben und seine Erhebung" (Гамм, 1903); Vicomte de Colleville,"Pie X intime" (П., без года).

В. В — в.

Пий, имя 9 пап

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пийкисский уезд

— в Або-Бьернборгской губ., в Финляндии.

Пик Фридрих-Альфонс

(Pick) — эльзасский писатель, много способствовавший оживлению интереса к эльзасскому диалекту и литературе. Род. в 1808 г. Написал: "Der tolle Morgen" (1864, ком.), "Anno 1873, 's Ys're Mannsb üechel" (1873), "Unseri Reichsda-Wahlen" (1874), "Anno 1875. E Brief vom Ys're Mann an syni Frlnd" (1875).

Пик, гора в Англии

(Дербийский, High Реах) — столовая гора в графстве Дерби (Англия), 603 метра вышины. Имя П. дается также всей прилегающей к горе части графства, которая славится живописными местностями благодаря своим крутым известковым горам и глубоко врезающимся долинам; очень часто встречаются сталактитовые пещеры, перемежающиеся источники, то появляющиеся, то исчезающие (ebb and flow wells) и воронки (swollows), в которых исчезают ручьи, чтобы продолжать свое течение под землей. Известна пещера П. (называемая также Devil's Cavern — Чертова пещера) при Кастльтоне, длиной в 685 м.

Пик, римское божество

(Picus — дятел) — римский бог полей и лесов, которому приписывался дар пророчества. П. считался сыном Сатурна, отцом Фавна, дедом Латина. Некоторые видели в этом аналогию библейским дням творения (Сатурн — растения, П. — птицы, Фавн — земные животные, Латин — первый человек). Супругой П. считалась Помона. Он был вплетен и в предания о странствованиях Одиссея, в их латинской форме. По этим преданиям, П. был превращен чародейкой Киркой (Цирцеей) в дятла за нежелание разделить ее любовь ("Метаморфозы" Овидия, XIV, 320 сл.). П. изображался в виде авгура, с авгурским жезлом, или в виде юноши с дятлом на голове. Птица эта была посвящена Марсу и считалась обладающей даром прорицания.

А. Щ.

Пика

— см. Холодное оружие.

Пикадор

(исп. Picadores) — см. Бой быков.

Пикар Бернар

(Picart, 1673—1733) — французский гравер, живший весьма долго в Голландии. Первоначально учился у своего отца, Этьенна П. (1632—1721), состоявшего гравером при дворе французского короля и известного под прозвищем le Romain, a затем окончил свое образование под руководством Лебрена и Жувене. П. исполнено свыше 1300 гравюр, из которых в особенности заслуживают быть упомянутыми "Аркадские пастухи" с Пуссена, "C érémonies religieuses" и "Impostures innocentes". В последнем из названных произведений П. показал удивительное умение подделываться под манеру других художников.

Пикар Жан

(Picard) — французский астроном (1620—1682); он был священником и занимался математическими науками; в 1655 г. П. заместил Гассенди по кафедре астрономии в Coll è ge de France; особенно интересны работы по измерению протяженности земли, причем он пользовался им самим изобретенными инструментами, гораздо более совершенными, чем употреблявшиеся до него.

Пикар Карл-Эмиль

(Picard) — франц. математик, род. в 1856 г.; в 1877 г. получил. степень доктора математики; с 1886 г. был назначен проф. по кафедре дифференц. и интегр. счисления; член академии. Его труды: "L`Application de la th éorie des complexes linéaires à l'étude des surfaces et des courbes gauches", "Les comptes rendus", "Sur un développement en série", "Mémoire sur les fonctions entières" (1880), "Sur une classe de fonctions de deux variables indépendantes" (1880), "Sur les équations linéaires simultanées et sur une classe de courbes gauches" (1880), "Sur une classe d'intégrales abéliennes et sur certaines équtations différentielles" (1881), "Sur les expressions des coordonnées d'un courbe algébrique par des fonctions fuchsiennes d'un paramètre" (1881), "Sur la réduction des intégrales abéliennes" (1881), "Sur les formes des intégrales de certaines équitations différentielles linéaires" (1882), "Sur certaines formes quadratiques ternaires" (1882), "Sur les fonctions uniformes affectées de coupures" (1882), "Sur une classe de groupes discontinus de substitulions lineares et sur les fonctions de deux variables indépendantes restant invariables par ces substitutions" (1883), "Traité d'analyse" (1891).

Пикар Луи-Франсуа

(Picard, 1769—1828) — франц. драматург, написавший до 80 пьес. По своей плодовитости П. уступает из франц. драматических писателей одному Скрибу. Был актером и директором театров. Первый успех доставила ему комедия в стихах "M édiocre et rampant" (перевед. Шиллером под загл. "Паразит"; Шиллером же переведена другая пьеса П. "Encore des Menechmes", 1791 г., под заглав. "Neffe als Onkel"). Наиболее удавались П. бытовые комедии, весьма сценичные и написанные живо и остроумно: "La petite v i lle", "Monsieur Masard", "Les Marionnettes", "Les deux Philiberts" и др. Сборник "Th éâ tre P." (3 изд., 1879) содержит только те пьесы, которые признал возможным напечатать сам автор. Он писал также романы, в общем посредственные.

Пикар Людовик-Жозеф-Эрнест

(Picard, 1821—77) — франц. политический деятель. С 1844 г. был адвокатом в Париже; во время второй империи обратил на себя внимание статьями в оппозиционной газете и "Si è cle". На общих выборах 1857 г. усердно поддерживал кандидатуру своего друга Оливье, а в след. году сам был избран на дополнительных выборах в Париже и был одним из знаменитой оппозиционной "группы пяти" (Фавр, Оливье, Генон, Даримон). Он отличался блестящим, едким остроумием; выступал всего чаще по финансовым вопросам. После революции 4 сент. 1870 г. П. был членом правительства народной обороны и министром финансов; обнаружил большую энергию в проведении рискованных по тогдашнему финансовому и общему состоянию страны мер (отмена штемпельного налога на газеты, отсрочка уплаты по коммерческим векселям) и находчивость и распорядительность в критические минуты, напр., во время народных волнений 31 октября 1870 г. 25 янв. 1871 г. сопровождал Жюля Фавра в Версаль для переговоров о сдаче Парижа. С 19 февр. по 31 мая 1871 г. П. был министром внутр. дел в кабинете Тьера; затем был посланником в Брюссель. С 1873 по 1876 г. был членом национ. собрания, где принадлежал к левому центру; в 1876г. перешел в сенат. Его "Discours parlementaires" изданы в Париже в 1882—90 г.г.

В. В—в.

Пикар Матюрен

(Picar) — франц. писатель (ум. в 1647 г.), священник, автор редкой книги: "Fouet des paillards ou juste punition des volupteux et des charnels" (Руан, 1623).

Пикар Мориц Альфред

(род. в 1844 г.) — французский инженер. Занимал различные должности по министерству общественных работ; написал ряд капитальных трудов по железнодорожному делу и водяным путям сообщения. Главнейшие из них: "Les chemins de fer français" (6 т., Париж, 1883 —84); "Traité des chemins de fer" (ib., 1887); "Traité des eaux" (ib., 1890— 94). Будучи во время всемирной парижской выставки в 1889 г. президентом комитетов и жюри отделов железных дорог, механических производств, истории труда, электричества и т. д., он напечатал: "Rapport général sur l'Exposition universelle de 1889" (10 т., Париж, 1891 —92); "Monographie de l'Exposition universelle de 1889" (2 т., ibid., 1895).

Пикар Эдмонд

(Picard, род. в 1836 г.) — бельгийский юрист и сенатор. Полный список его научных трудов см. в составленной им вместе с Ф. Ларсье (F. Larcier) библиографии бельгийского права: "Bibliographie générale et raisonnée du droit belge" (Брюссель, 2-ое издан., 1890). Главные из них: "Traité des brevets d'invention" (Брюссель, 1865); "Code de l'expropriation" (Брюссель, 1875); "Code forestier belge" (ib., 1884, вместе с Гоффшмидтом); "Le droit maritime" (ib., 1885); "Synthèse de l'antisémitisme" (ib., 1892); "Comment on devient socialiste" (ib., 1895).

Пикардия

— одна из 32-х прежних провинций Франции, в сев.-зап. ее части. Когда Цезарь покорил Галлию, местность, образовавшая впоследствии П., населена была амбионами, вермандуями, моринами и беловаками. При Меровингах она составляла часть Нейстрии. После смерти Карла Великого, когда установился феодальный строй, появились графы Вермандуа, Амиенские, Понтье, Булонские, Суассонские и др., признававшие сюзереном графа Фландрского. Название П. появляется только в XIII в. Значение этого слова не известно с точностью; всего более правдоподобно мнение, производящее его от пик — оружия, которым пользовалась местная милиция. Англичане завоевали П. при Филиппе VI; Карл VII возвратил ее, но скоро заложил герцогу Бургундскому. Только при Людовике XI П. была окончательно присоединена к королевству (1463). После революции, когда Франция разделена была на департаменты, провинция П. образовала департамент Соммы и часть департаментов Па-де-Кале, Уазы и Эны.

Пикацизм

(от pica — сорока, которая будто бы лишена чувства вкуса) — извращение аппетита, выражающееся в позыве на вещества, непригодные в пищу, как мел, уголь и т. п., и иногда даже отвратительные. П. наблюдается иногда у беременных, у истеричных, у душевнобольных.

Пикачо де Велета

(испанск. Picacho de Veleta) — вторая по высоте вершина в горах Сиерра-Невада, в Испании, 3470 м высотой, находится к З от Кумбре де Мульасен (Cumbre de Mulhacen), которая еще выше на 11 м.

Пике

— хлопчатобумажная ткань, принадлежащая к разряду двойных. Двойными называются ткани, имеющие по две системы основных и уточных нитей, из которых одна основа переплетается предпочтительно с одним утком, а другая с другим, так что образуются как бы две наложенные друг на друга ткани, соединенные лишь в некоторых местах, где основа нижней ткани переплетается с утком верхней, или наоборот. Из двойных тканей надо указать на: 1) мешочную, представляющую из себя рукав без шва. Верхняя и нижняя ткани полотняного переплетения совершенно того же вида и материала — по всей поверхности друг с другом не связаны, за исключением краев, где тот же самый уток переходит попеременно из нижней ткани в верхнюю и обратно. Мешочная ткань изготовляется на станках без всяких особых приспособлений и требует для своего изготовления 4 ремизки. Способ переплетения следующий

Пике

(см. Переплетение нитей в тканях). 2) Другой вид двойных тканей представляют так называемые киддерминстерские ковры, у которых одна ткань местами находится сверху другой, местами снизу ее. Ткань представляется узорчатою, причем узоры образованы фигурами на фоне не только другого цвета, но иногда и другого вида ткани. О них подробнее см. Ковры. 3) Третьим видом двойных тканей является П. Эта ткань состоит тоже из двух тканей, обыкновенно полотняного переплетения: верхней, из тонкого материала, представляющей лицо, или грунт, и нижней, более грубой (ровной), представляющей изнанку, или подкладку. Обе эти ткани связаны между собой тем, что в некоторых отдельных точках нижняя (коренная) основа переплетается с грунтовым утком. Такие точки располагаются в виде прямых или кривых линий, образующих на поверхности ткани ряд выпуклых фигур, придающих ей вид стеганой, откуда ткань и получила свое название (франц. piquer — стегать). Этот эффект усиливается иногда еще тем, что нижний толстый уток, кроме переплетения с коренной основой, через удар прокладывается свободно между верхней и нижней тканью, образуя таким образом набивку, увеличивающую толщину ткани и рельефность узора. Для изготовления П. — станок снабжается двумя навоями, отдельно для каждой основы, причем коренная основа идет свободнее грунтовой (слабее затормаживается); батан снабжается двумя челночными коробками для грунтового и для ровного утка. Для образования зева берутся: 1) 2 ремизки (а иногда 4) для грунтовой основы, нити которой в них пробираются попеременно, как обыкновенно для полотняного переплетения; и 2) для коренной основы — число ремизок (обыкновенно нечетное), определяемое рапортом того узора, который должны образовать на грунтовой ткани перекрытия коренной основой грунтового утка. Этот же узор определяет порядок проборки; во всяком случае, половина нитей коренной основы (через одну) пробираются в одни ремизки, другая половина в остальные. Это нужно для образования полотняного переплетения подкладки. Ход работы П. следующий. В 1-й и 2-й удары ткацкого станка прокидывается в оба конца грунтовой уток, причем попеременно поднимаются 1-я (или 1-я и 3-я) и 2-я (или 2-я и 4-я) ремизки грунтовой основы для образования полотняного переплетения верхней ткани. В это же время бывает поднята одна ремизка коренной основы для образования П. В 3-й удар прокидывается ровный уток, причем все грунтовые ремизки подняты, а все коренные опущены, так что нить ложится свободно между двух основ. В 4-й удар прокидывается обратно опять ровный уток, но при этом бывает поднята с помощью соответственных ремизок половина (через одну) нитей коренной основы. Затем прежний порядок повторяется снова, с той разницей, что при прокидке грунтового утка бывает поднята уже другая ремизка коренной основы, а в 4-й удар поднимаются те коренные нити, которые были опущены во время 4-го удара в предыдущем ходу, чем и образуется полотняное переплетение подкладки. Иногда, впрочем, подкладка работается саржевым переплетением. Также иногда не производится прокидка свободной уточной нити, а после 2-х прокидок грунтового утка идет лишь одна прокидка ровного утка, который переплетается со своей основой. Движение грунтовой основе сообщается от 2-х проступных эксцентриков или от 2-х подножек; движение коренной основе, смотря по сложности узора П., сообщается жаккардовым или переборным механизмом, или подножками. Грунтовая основа берется № 30—40; коренная иногда такая же, иногда же ровнее, № 20—26; уток грунтовой № 36—42, коренной № 18—24, иногда еще ниже. Число грунтовых нитей от 100 до 150 на 1 по основе и утку. Шерстяные ткани, изготовляемые по образцу П., называются букскином, мателасе или флоконне.

С. Ганешин.

Пикеле

— мст . Ковенской губ., Тельшевского у.; жит. 201; католический костел, синагога, еврейская молитвенная школа.

Пикельгеринг

(Pickelhä ring) — шутовская персона в нем. обработках "английских комедий" (pickled herring — маринованная селедка). Подобно другой шутовской персоне нем. комедии, Гансвурсту, П., смотря по обстоятельствам, ловкий пройдоха, грубый обжора, предприимчивый, веселый малый. Ему даются разнообразные роли — вестника, слуги, стража, воина, лекаря, даже палача. Роль П. не имеет органической связи с пьесой; часто она не писалась целиком, а ее исполнение предоставлялось импровизаторской способности актера. Импровизации П. часто доходили до крайних пределов бесстыдства, вызывая протесты даже со стороны далеко не церемонных зрителей XVII в.

Ум.

Пикер

— бог-громовник эстов, прозвище Укко (см.). В староэстонской молитве, записанной в 1644 г., жертвуют П. быка и просят, чтобы солома была медно-красна, а зерно золото-желтым. Подобно литовскому Перкуну, П. просят угнать черные густые тучи через большие болота, высокие леса и широкие пустыни, чтобы дать пахарю плодородие. У финнов он называется pitk äinen.

Э. В.

Пикеринг Edward Charles

(Pickering, род. в 1846 г:) — выдающийся современный астроном. В 1867 г. назначен профессором физики в бостонском университете; там он основал превосходную лабораторию, первую в Америке, и занимался главным образом исследованиями по оптике. В 1877 г. назначен директором обсерватории при Harvard College в Кембридже (бл. Бостона). Здесь по его плану и под его руководством производятся грандиозные работы по фотографии и фотометрии звездного неба. Штат обсерватории за 20 лет увеличился с шести до сорока человек. Для изучения неба южного полушария Harvard College выслала отделение обсерватории на гору Arequipa в Перу. Работы П. представляют громадный ряд статей, напечатанных большей частью в "Annals of Harvard Observatory", no разнообразным вопросам астрофизики. Наиболее известностью пользуются его работы о фотометрии спутников планет, о спектральных типах звезд, о спектрально-двойных звездах, о переменных звездах типа Альголя. Он выработал конструкцию и выяснил значение меридианного фотометра и рефрактора с объективной призмой.

Пикет (застава)

— так называлась прежде часть сторожевого расположения войск, соответствующая нынешней заставе. См. Сторожевая служба.

Пикет, карточная игра

(франц. Piquet, нем. Pikett) — карточная игра, изобретение которой приписывается французам (1390). Колода для этой игры содержит 32 карты (так назыв. "пикетные карты"). Играть могут два, три, четыре лица. Ср. Ulmann, "Illustriertes Wiener Pikettbuch" (В., 1890); М. Шевляковский, "Коммерческие игры: винт, вист, пикет и пр." (СПб., 1890).

Пикет, напиток

— получается обработкой виноградных выжимок чистой питьевой водой без прибавления сахара, чем этот напиток и отличается от "петио". П., выделываемый для местного потребления в значительном количестве во Франции, обладает довольно приятным освежающим вкусом, но содержит всего 3—4% алкоголя, вследствие чего легко подвергается порче. Для получения П. растрепанные выжимки укладывают в чан или бочку и обливают холодной водой до тех пор, пока не покроются последней и, таким образом, не устранится прямой доступ воздуха, от которого выжимки могли бы испортиться. Брожение идет крайне медленно; если воды первоначально налито было недостаточно, то приливают ее в последующие дни, но небольшими порциями, дабы не остановить брожения. Общее количество воды не должно превышать половинного количества полученного из выжимок вина. В среднем из выжимок, оставшихся от 800 вед. вина, получается 200—240 вед. П., который, как и петио, выделывается преимущественно из выжимок красного вина. После достаточного вымачивания и брожения П. сливают в чистые бочки, а твердые остатки прессуют и иногда вновь употребляют для приготовления П. В этом случае на каждые 8 ведер воды берут 10—12 фн. сахара, чтобы получить напиток с 4°—5° спирта.

В. Таиров.

Пики

пик — линейная мера в Греции и Турции.

Пикинерная Аджамка

просто Аджамка — местечко Херсонской губ., Александрийского у., на реке Аджамке. 6508 жителей, малороссиян. Прежде военное поселение.

Пикинеры

С постепенным распространением в войсках огнестрельного оружия вооруженные им люди стали называться мушкетерами (см.), а имевшие по-прежнему холодное оружие (пики) — П. Процентное отношение П. постепенно уменьшалось; с изобретением штыка они совсем перестали существовать.

Пикировка

— пересадка сеянцев на другое место раньше посадки на место окончательного развития с целью получить растения с большим числом хорошо развитых боковых корней. Поэтому-то П. сопровождается обыкновенно обрезыванием около трети главного, стержневого корня. Наиболее выгодна П. для получения хорошей рассады капусты и брюквы, корни которых ветвятся довольно слабо, наоборот — она бесполезна для растений, корни которых разрастаются сами собой (о применении П. в древоводстве см. Пересадка). П. лучше всего производить, пока ростки находятся в семядольном состоянии. Вечером или в пасмурную погоду, вынув ростки при помощи плоского ножа или маленькой лопаточки, несколько отрясают их от земли, кладут рядами в ящик, корни покрывают землей и в таком виде переносят на место новой посадки. На месте посадки делают маркером [маркер, т. е. доска со вбитыми гвоздями или деревянными зубьями, которыми можно сделать сразу несколько ямок] ямки величиной в палец, на расстоянии 1,5—2 в. друг от друга. Прищипнув корень, ростки садят в ямки и поливают водой. Поливка продолжается до тех пор, пока рассада не примется. См. Рытов, "Руководство к огородничеству", и литературу в ст. Огородничество и Плодоводство.

Пикколо

и пиччиоло — маленькая счетная монета — см. Скудо.

Пикколос

Николай-Савва (Piccolos) — греч. писатель (1792—1864); занимал кафедру философии в Корфу. Соч. его: "L`ephorie", "Philomousson parerga" (П., 1839); "Paragoremata" (Лпц., 1839).

Пиклюр

— гора Мал.Кавказа, Кутаисской губ., Ахалцыхского у., под 41°36' с. ш. и 60°59' в. д.; абс. выс. 7082 фт.

Пикниды

— конидиальные плоды грибов, т. е. плоды, приносящие споры-конидии. Обыкновенно П. мелки, едва заметны простым глазом и с виду похожи на перитеции (см.), но отличаются от них своим содержимым. П. бывают шарообразные, грушевидные или похожие на бутылочку (ср. фиг. П. грибка Teichospora, иначе Strickeria obducens, в ст. Грибы табл. I, фиг. 7 С и D). П. имеет оболочку (перидий) и внутреннюю полость, покрытую слоем конидиеносцев. Конидии (так назыв. пикноспоры) образуются в большом количестве, скоро наполняют собой полость П. и затем выходят наружу через маленькое отверстие, находящееся на верхушке П. У одного и того же гриба может быть несколько сортов пикнидов. П. с очень мелкими, одноклеточными спорами сначала были названы спермогониями, а их споры — спермациями. Особенно распространены П. у сумчатых грибов.

Г. Н.

Пикнит

— разновидность топаза, встречающаяся близ Альтенберга в виде непрозрачных шестоватых аггрегатов желтоватого цвета, проросших циннвальдитом.

Пикногоны

— см. Пантоподы.

Пикнометр

— см . Удельный вес.

Пико

— см. Кружево.

Пико

— Этим именем называется сетка, которая выдавливается на стальном валике с целью облегчить работу гравера, вырезывающего на нем узор (см. Валы ситцепечатные). П. называется также узор из точек, нередко встречающийся на рисунках набивных тканей.

А. П. Л. Δ .

Пико (о-в)

— см. Азорские о-ва.

Пико де ла Мирандола

(Джованни P î co de la Mirandola, 1463—1494) — знаменитый итальянский ученый эпохи Возрождения, сын моденского графа. Он поражал своим ранним развитием: десяти лет от роду считался уже первым оратором и поэтом своего времени. Отказавшись от политической деятельности, он отдался поглощавшей его жажде знания: ездил по университетам, изучил двадцать два языка, и когда европейская наука того времени открыла ему все свои тайны, углубился в изучение Кабалы, для чего изучил языки халдейский, еврейский и арабский. Прибыв в 1486 г. в Рим, он издал "Conclusiones philosophicae, cabalistiсае et theologicae", где выставил 900 "propositiones", приглашая ученых оспаривать на публичном диспуте его тезисы. Папа Иннокентий VIII, по доносу ученых, объявил тринадцать из этих тезисов еретическими и воспретил публичную защиту остальных. П. опубликовал апологию осужденных тезисов ("Apologia J.-P. Mirandolae", 1489), но лишь в 1493 г. папа Александр VI снял с них запрещение. Последние годы жизни П. провел в своем замке близ Флоренции. Умер от непосильной умственной работы. Широко образованный, даровитый ученый, чрезвычайно популярный в свое время, он не был выдающимся мыслителем. Написал еще: "Dispuiationes adversus astrologiam divinatricem" (Болонья, 1495), где признает значение только за древней астрологией; "De ente et uno opus", "Heptaplus" (мистический комментарий к Библии) и "Epistolae" (Пар., 1499), блещущие остроумием и познаниями. Сочинения его переиздавались в полном составе много раз (Болонья, 1496; Венеция, 1498; Базель, 1573 и 1601). Племянник его, Джованни-Франческо П., составил биографию дяди, напечатанную вместе с другими его произведениями (жизнеописание Савонаролы, "De stadio divinae et humanae sapientiae", "Examen doctrinae vanitatis gentilium") при базельском собрании сочинений П. Старшего. Ср. также Р. Giovio, "Historiarum sui temporis libri XLV" (1550).

Пико Мишель-Жозеф-Пьер

(Michel-Joseph-Pierre Picot) — французский историк (1770—1841). Главные его труды: "M émoire pour servir à l'histoire ecclé siastique pendant le XVIII s." (1806) и "Essai historique sur l'influence de la religion en France pendant le XVII siè cle" (Пар., 1824).

Пико Франсуа-Эдуар

(Picot, 1786—1868) — французский исторический живописец, ученик Фр. А. Венсена. Получив в 1813 г. большую так назв. римскую премию, совершенствовался в Италии, где написал картину: "Амур и Психея" (1819; у герцога Орлеанского)" положившую начало его известности. В произведениях первой поры своей деятельности, каковы, напр., "Рафаэль и Форнарина" (1822), "Орест, засыпающий в объятиях Электры" (1822; в Луврском музее) и "Благовещение", он выказал, сравнительно с последователями господствовавшей тогда школы Давида больше простоты и натуральности в композиции, больше теплоты и блеска в колорите, больше мягкости и приятности в общем впечатлении. Когда возникло во французской живописи романтическое направление, П. примкнул к нему и стал стремиться в своих работах согласовать теплоту чувства и живописность с чистотой и строгостью стиля; но для полного достижения этой цели у него не было достаточной силы. Тем не менее он сделался одним из видных корифеев романтической школы и принес немаловажную пользу французскому искусству тем, что образовал многих учеников, к числу которых принадлежат такие художники, как Пильс. Кабанель, Бугеро, Леневе, Бенувиль, Г. Моро, Э. Леви и др. С 1836 г. он был членом французского института. Важнейшие из произведений этого художника относятся к монументальной живописи; из них особенно заслуживают быть упомянутыми аллегорический плафон в одной из зал Версальского музея, два таких же плафона в Луврский галерее и стенная роспись в парижских церквах Notre Dame de Lorette ("Небесное увенчание Богородицы"), St. Vincent de Paul ("Христос и апостолы"), St. Merry ("Св. Геновева дает обет девственности") и др.; из прочих произведений П. должно указать на картины: "Взятие Калэ герц. Гизом в 1558 г." (в Версальской галерее) и "Эпизод чумы во Флоренции" (в Гренобльском музее); кроме того им написано много прекрасных портретов.

А. С—в.

Пиков

— мст. Подольской губ., Винницкого у. Существовало уже в XVI в. Жителей около 8000.

Пиколилалкины

Пиколинкарбоновые кислоты, Пиколиновые кислоты, Пиколины — см. Пиридин.

Пиколомини

— старинный род римского происхождения, поселившийся в Сиенне; позже получил в лен герцогство Амальфи; угас в XVIII в. К этому роду принадлежали папы Пий II и Пий III. Князь Октавио П. (1599—1656), герцог Амальфи, вступил на испанскую военную службу и отправился в Германию с полком, посланным на помощь Фердинанду II против чехов. В 1634 г. Валленштейн поручил ему занять Зальцбургские проходы и уполномочил отставлять каждого, не преданного герцогу; тем не менее П. был главным орудием падения Валленштейна и после его смерти получил в награду часть его имений. Во время последующих военных действий П., иногда не без успеха, сражался то против шведов, то против французов. В 1650 г. имп. Фердинанд III возвел П. в потомственные имперские князья. Макс П., действующий в трагедии Шиллера "Валленштейн", прежде считался поэтической фикцией; теперь известно, что он существовал на самом деле, но был не сыном Октавио П., а его племянником, им усыновленным. Убит в 1645 г. в битве со шведами при Янковице (в Богемии). Ср. A. von Weyhe-Eimke, "Die historische Pers ö nlichkeit des Max P." (Пильз. 1870); его же, "Octavio P. Quellenstudie etc." (там же, 1871); H. M. Richter, "Die P." (Б. 1871).

Пиколь

пикуль — торговый вес в Вост. Азии (Китай, Япония), Индии, Суматре, весьма различной величины в разных местах, вообще около 60 кг (от 57,9 до 61,5).

Пикон

(Jacinto Octavio Picon) — современный испанский беллетрист. Из его произведений пользуются известностью "Lazaro" (1882), "Juan Vulgar", "La hijastra del amor", "El enemigo", "La honrada", "Dulce y sabrosa" и др.

Предыдущая страница Следующая страница