Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "О" (часть 7, Оди - Озд)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "О" (часть 7, Оди - Озд)

Предыдущая страница Следующая страница

Одиганн

(Арман Audiganne, 1814—1875) — французский писатель. Главные его сочинения "Histoire électorale de la France depuis la convocation des Etats généraux de 1789" (1841), "L'Industrie française à l'exposition de 1849", "Les Ouvriers en famille" (1850); "Les populations ouvrières et les industries de la France dans le mouvement social du XIX siè cle" (1854), "L'Industrie contemporaine" — отчет о выставке 1855 г., "Les Chemins de fer aujourd'hui et dans cent ans chez tous les peuples" (1858), "Les Ouvriers d' à pré sent et la nouvelle Economie du travail" (1865; важнейшее сочинение О.), "La Lutte industrielle des peuples (1868), "Le Travail et les ouvriers sous la troisi ème République" (1873).

Одигитриевский-Богородицкий монастырь

женский, 3 класса, в городе Челябинск, Оренбургской губернии; с 1854 до 1861 гг. был женской общиной. При монастыре школа.

Одигитрия

(греч. — "Путеводительница") — чудотворная икона Пресвятой Богородицы на Афоне в Ксенофской обители, куда явилась из Ватопедского монастыря в 1730 г.; празднуется 21 января. В России есть много чудотворных икон О.: икона Смоленской Богородицы в Воронинской Богородицкой пустыни, О.-Христофорова в приходском храме Вологодской губернии, основанном преподобным Христофором (обе иконы чествуются 28-го июля) и др.

Один

— старший и высший из богов севера, олицетворение всепроникающей, всеодухотворяющей мировой силы, сотворивший, вместе с Вили и Вэ, вселенную, а с Лодуром и Генером — первых людей. О. называют Альфадером, как наместника Альфадера (всеотца, отца всего) и отца богов, и Вальфадером, т. е. отцом павших на поле брани, а также многими другими именами, которых насчитывается в северной мифологии и северной поэзии до 200. Он представляется высоким одноглазым старцем, с длинной бородой и пытливым, выразительным лицом; на голове у него широкополая шляпа, на плечах полосатый плащ, в руках копье Гунгнер, всегда попадающее в цель и наводящее непреодолимый страх на того, на кого направлено; на пальце чудесное кольцо Дрёпнер, каждую девятую ночь отделяющее от себя, как капли, восемь таких же колец; на каждом плече О. сидит по ворону (один Хугин, т. е. мысль, другой Мугин, т. е. воспоминание), которые ежедневно облетают мир и затем докладывают О. обо всем виденном; у ног его лежат два волка, Гере и Фреке (алчный и жадный); О. отдает им всю пищу, которая ставится перед ним в чертогах богов. По воздуху О. переносится на восьминогом коне Слейпнере, на зубах которого начертаны руны. Обитает О. в светлом чертоге Валаскьяльф, восседает на золотом троне Лидскьяльф, с которого окидывает взглядом всю вселенную. Есть у него еще особая палата, Валгалла, в которой он пирует с эйнгериями. Питается О. одним виноградным вином, тогда как прочие боги довольствуются медом. О. мудрее всех богов, так как каждый день пьет из источника мудрости, охраняемого великаном Мимером; последний взял с О. за разрешение пить из этого источника драгоценный залог — один глаз; оттого-то О. одноглаз. О. владеет также чудным напитком, сообщающим дар поэзии — так называемым "медом скальдов" — и называется "отцом поэзии"; он же изобретатель и хранитель священных рун, покровитель истории, с богиней которой, Согой, ведет долгие беседы, и вообще — отец всякого знания. Имя О. сохранилось во множестве названий местностей на севере.

П. Г-н.

Одингтон

(Walten Odington) — бенедиктинский монах, живший в XIII столетии, писавший о музыке, преимущественно о мензуральной системе. Его сочинение "De speculatione musices" находится в манускрипте в кембриджской библиотеке.

Н. С.

Одинковка

— см. Куликовка.

Одиночное заключение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одиночный огонь

— стрельба из ружей, когда командой определяется только начало и окончание ее; отдельные выстрелы каждый стрелок производит без команды, по собственному усмотрению. О. огонь производится на дистанции от 300 до 800 шагов.

Одинцов

(Никанор Федорович, род. в 1852 г.) — духовный писатель, окружной инспектор виленского учебного округа; образование получил в спб. духовной академии. Главные его труды: "Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в." (СПб., 1881), "Униатское богослужение в XVII и XVIII вв." (Вильно, 1886), "Народная школа и церковь" ("Русская Школа", 1894), "Неблагоприятные условия жизни и деятельности народной школы в Северо-западном крае России" ("Русское Обозрение", 1897), "Книга для чтения в народных училищах Северо-западного края России" (Вильно, 1897; совместно с г. Богоявленским).

Одинцовы

— дворянские роды. Один из них, происходящий от киевского выходца Андрея Ивановича Одинца, бывшего боярином Дмитрия Донского, внесен в VI часть родословной книги Вологодской губернии (Гербовник, II, 100). Другой род О. восходит к первой половине XVII в. и внесен в VI и II части родословной книги губерний Рязанской и Тверской. Из него происходил Алексей Алексеевич О. (1814 — 1886), бывший нижегородским губернатором и членом комитета о раненых и оставивший автобиографические записки. Есть еще один род О., восходящий ко 2-й половине XVII в., и несколько родов позднейшего происхождения.

В. Р.

Одиссей, герой древнегреческого эпоса

или Улисс (Όδυσσεύς, Ulixes, Ulyxes, Ullyses) — любимый герой древнегреческого эпоса, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы. Он царствовал на Кефалленийских островах, в группу которых входили Итака, Зама, Закинф, Дулихий, а также на Левкадском побережье, и считался одним из славных патриархальных царей древности. Прежде чем отправиться на троянскую войну, он принимал участие в походе на Мессению, где заключил дружбу с Ифитом, получив от него в подарок Евритов лук; на Тафе он получил от Анхиала для стрел яду, приобретя, таким образом, оружие, которое впоследствии не раз выручало его. Еще при жизни отца он принял власть над своим народом. Едва родился у него первенец, Телемах, как Агамемнон с Менелаем прибыли на Итаку, чтобы пригласить О. принять участие в походе на Трою. Несмотря на предсказание итакийца Галиферса, что лишь через двадцать лет удастся ему вернуться из похода, О. отплыл на 12 кораблях из Итаки, передав заботы о доме другу своему Ментору, сыну Алкима. Прежде чем двинуться общим походом под Трою, О., вместе с Менелаем, отправился к Приаму с требованием выдачи Елены, но получил отказ. В греческом лагере под Троей Одиссей занимал среднее место, между отрядами Ахилла и Аякса; здесь происходили собрания и творился суд, на которых О. играл видную роль, как умный и изворотливый оратор. Он убедил колеблющуюся рать греков, на 10-м году войны, остаться под Троей; заключил перемирие с троянцами; участвовал в примирительном посольстве, отправленном к разгневанному Ахиллу. Не меньше помогала ему отвага, хитрость и сообразительность; так, ночью он прокрался в троянский лагерь, схватил лазутчика Долона и угнал коней Реза. В сражениях и разных предприятиях он действует обыкновенно с Диомедом и Нестором; из богинь ему сопутствует всюду Афина, сохраняющая его во всех опасностях. По смерти Ахилла он получил, по решению войска, доспехи героя, как первый после него по уму и отваге. Особенные услуги он оказал грекам накануне взятия Трои; он находился в числе засевших в чреве деревянного коня, один из первых вышел из коня в город и подал сигнал к кровопролитию, убив третьего супруга Елены, Деифоба. После разрушения Трои, О. с Нестором и Диомедом отправился к Тенедосу, но скоро вернулся, чтобы вместе с Агамемноном отплыть в Грецию. Однако, случилось так, что он отплыл один, со своими 12 кораблями. Бури долго носили его по морю, заставляя блуждать по неведомым странам. Он посетил землю киконов, лотофагов, киклопов, Эола, лэстригонов, остров Ээю, где жила волшебница Кирка (Цирцея), остров Сирен, спускался в подземное царство; миновав Сциллу и Харибду и остров Тринакрию, он попал на остров Огигию, где нимфа Калипсо держала его в неволе восемь лет; от Огигии он был занесен бурей, на обломке корабля, к феакам и только на 20-й год достиг своего родного острова. Возвратившись на родину, он нашел в своем дворце до 100 знатных юношей, которые, считая О. умершим, неотступно просили руки жены его Пенелопы, расточая имущество отсутствующего господина. Переодевшись нищим, О. пришел к пастуху Эвмею, где нашел Телемаха, только что вернувшегося с Пилоса, и открылся им обоим. Обдумав план мести, они пришли во дворец и перебили всех женихов Пенелопы. На этом оканчивается древнейшая легенда об О., насколько она известна из двух греческих эпопей — Илиады и Одиссеи.

Позднейшие сказания являются распространениями древнейшей легенды, причем основной характер героя был дополнен новыми чертами. О. Гомера представлен умным, красноречивым, ловким, изворотливым, отважным, терпеливым героем; О. позднейших мифографов — трусливый, лживый и коварный человек. Этиология связала основную черту его характера — коварство — с происхождением от Сизифа, который считался, по этой версии мифа, незаконным отцом героя (отсюда О. имеет прозвание Сизифид и Эолид). По рассказам мифографов, когда Паламед прибыл в Итаку за О., последний притворился сумасшедшим — его нашли пашущим поле и сеющим соль. Чтобы испытать, действительно ли О. сумасшедший, Паламед велел положить под плуг сына его Телемаха, увидев сына в опасности, О. бросил плуг в сторону и тем выдал себя. За это впоследствии О. отомстил Паламеду, оклеветав его, вследствие чего Паламед поплатился жизнью. На острове Скиросе О. открыл Ахилла, скрывавшегося в женской одежде среди дочерей Ликомеда. Когда греческое войско находилось в Авлиде, благодаря хитрости О. была привезена в Авлиду из Микен Ифигения, которая обречена была на жертву Артемиде. Благодаря хитрости он овладел доспехами Ахилла, взял в плен Гелена; ему принадлежала идея деревянного коня. По позднейшим сказаниям, О. убил собственный его сын Телегон.

Н. О-кий.

Одиссей, деятель греческой войны за освобождение

— известный деятель греческой войны за освобождение (1788—1825), сын клефта Андруцо, родом из Итаки; служил при дворе Али-паши Янинского, с которым еще его отец был в хороших отношениях. Там прошел он школу дипломатического искусства, научился скрывать свои мысли и чувства и не разбирать средств для достижения цели. Природная храбрость, выносливость, хитрость и ловкость довершали его сходство с героем Одиссеи, чем он немало гордился. Али-паша назначил его арматолом, но это нисколько не мешало О. быть в постоянных дружеских сношениях с клефтами и поддерживать их. Как только на Пелопоннесе Колокотрони поднял восстание, О. направился туда, оттуда с небольшим отрядом поспешил на север и прибыл к Гравии тотчас после поражения греков при Фермопилах. Подкрепленный беглецами, покинувшими Фермопилы, он занял ущелье около Гравии; сперва он вел мирные переговоры с турецким военачальником Омером Бриони и поддерживал в нем надежду, что перейдет на сторону турок, но потом искусно подготовленной атакой заставил его отступить, несмотря на громадный перевес турецких сил. Первое народное собрание (1822) назначило О. главноначальствующим греческими силами на северо-востоке, кем он фактически был раньше; но он сложил с себя это звание, когда получил от ареопага порицание за неудачную экспедицию против Ламии, и несколько месяцев провел в бездействии. Уступая настойчивым просьбам правительства, он вновь принял на себя командование и победоносно защищал Фермопилы против Байрам-паши, афинский акрополь — против Решид-паши. На народном собрании 1823 г. О., вместе с Колокотрони (см.), был на стороне военной партии. Когда сформировалось правительство Кондуриоти (см.), О. отказал ему в повиновении (см. Греция). Он усиленно пытался привлечь Байрона на свою сторону, но безуспешно; зато он нашел сочувствие и поддержку в двух друзьях Байрона, Стэнгопе и Трелауни, видевших в нем единственное спасение Греции. Между тем О., отказавшийся исполнить требование правительства и сложить с себя командование войском, вел тайные переговоры с Омером Бриони, и затем, с кучкой сторонников, перебежал в турецкий лагерь. Один из подчиненных ему капитанов, Гурас, принявший командование над инсургентами, разбил при Даудисе турецкий отряд, в котором находился О., и принудил последнего к сдаче (апрель 1825 г.). О. был отвезен в Афины и посажен в тюрьму, где скоро погиб при попытке к бегству, как объясняло правительство, или, вернее, был задушен по его приказанию или, по крайней мере, с его ведома.

См. Παπαδόπουλος, " Άνασκενή τών είς τήν ίστοριαν τών Άθηνών άναφερομένων περί τοϋ στρατηγοϋ Όδυσσέως" (Афины, 1837) — горячая защита О. в ответ на враждебную характеристику его в книге Σούρμελις " Ίστορία τών Άθηνών " (1884).

Одиссея

— см. Гомер.

Одиффре

(Шарль Луи, маркиз d'Audiffret) — французский финансист и администратор (1787—1878); много сделал для усовершенствования счетной части; при Людовике-Филиппе был президентом счетной палаты, при Наполеоне III — сенатором. О. написал обширное сочинение: "Syst è me financier de la Franсе". В введении к нему, под названием "Souvenirs de ma carri è re", изложена автобиография О.

Одиффре-Паскье

(Эдмонд Арман Гастон d'Audiffret-Pasquier), граф, впоследствии герцог — французский политический деятель, член французской академии (род в 1823 г.), приверженец умеренно-либеральных идей и Орлеанской фамилии. Во время второй республики не выступал на политическом поприще; при Наполеоне III был генеральным советником и мэром, но на выборах в законодательный корпус дважды был разбит официальным кандидатом. В 1871 г. избран членом национального собрания и примкнул к партии монархистской и антибонапартистской. Был одним из виновников падения Тьера. Состоял президентом национального собрания при обсуждении ныне действующей республиканской конституции; громадным большинством голосов был избран в пожизненные сенаторы и был первым президентом сената, до 1879 г.; примкнул к образовавшемуся союзу монархистов всех партий, в котором стал одним из влиятельнейших членов.

Одиффре-Паскье (дополнение к статье)

(Эдмонд Арман Гастон d'Audiffret-Pasquier) — французский политический деятель; умер в 1905 г.

Одиффреди

(Джиамбаттиста Audiffredi) — итальянский астроном и библиограф (1714 — 1794), доминиканский монах; свои астрономические наблюдения производил в выстроенной им самим маленькой обсерватории. Его сочинения по астрономии: "Phoenomena coelestia" (1753-56), "Transitus Veneris ante Solem" (1762), "Investigatio parallaxis solis" (1865), "Dimostrazione della stazione della cometa del 1769" (1770) и др. По библиографии: "Catalogus librorum typis impressorum bibliothecae Casanatensis" (1761-88), доведено до буквы J.; "Specimen historicocriticum editionum italicarum saeculi XV" (1794; в алфавитном порядке имен городов, доведено до слова Genua) и др.

Одмина

— по малорусским народным поверьям, подмененный чертом или ведьмой ребенок. За О. считают ребенка крикливого, худого и безобразного. Существует рассказ, что одна женщина, по совету знахарок, вынесла О. на сорное место и стала сечь его веником. Ведьма принесла тогда похищенного ребенка и взяла своего. Во избежание покражи ребенка малороссы зажигают по ночам свечу от рождения ребенка до его крещения. Подобные поверья встречаются также среди великоруссов, поляков, чехов, латышей и многих других народов. И в Германии опасаются, чтобы новорожденный не был похищен злыми духами. В Англии в XVI в. была распространена вера в возможность подмены ребенка эльфом. См. Н. Сумцов, "Культурные переживания" (№81).

Н. С-в.

Однер

(Клас Теодор Odhner) — шведский историк; род. в 1836 г.; профессор истории в лундском университете. Главные труды его: "Sveriges inre historia under drottning Kristinas f ö rmyndare" (Стокгольм, 1865), "Sveriges politiska historia under Konung Gustafs III regering" (Стокгольм, 1885), "Om orsakerna till Gustaf II Adolfs deltagande i 30— å riga Kriget" (Лунд, 1882). На немецкий язык переведено его сочинение: "Die Politik Schwedens im westf ä lischen Friedenskongress" (Гота, 1877).

Однер (дополнение к статье)

(Клас Теодор Odhner) — шведский историк; умер в 1904 г.

Однера арифмометр

— см. Арифмометр.

Одноатомные радикалы

(хим.) — см. Радикалы.

Однодворцы

— см. Четвертные крестьяне.

Однодневки

— см. Поденки.

Однодольные растения

(Monocotyledones) — класс покрытосемянных цветковых растений. Характерный признак О., от которого они получили свое название, состоит в том, что зародыш снабжен только одной семядолью, которая при прорастании большей частью остается внутри семени и является органом, при помощи которого зародыш высасывает из семени питательные вещества (белок). Первичный корешок зародыша обыкновенно скоро перестает расти и заменяется придаточными корнями. Стеблевые сосудистые пучки замкнутые, рассеянные по всему сечению стебля; камбия нет, почему утолщение стеблей по типу двудольных или голосемянных не наблюдается. Наблюдаемое у Dracaena, Aloё и др. утолщение стеблей совершается при помощи вторичной меристемы, развивающей внутри стебля толстостенную паренхиму и вторичные сосудистые пучки. Стебли редко ветвятся. Листья большей частью стеблеобъемлющие, всегда без прилистников, обыкновенно узкие и дугонервные. Цветы обыкновенно построены по тройному типу: околоцветник из двух трехчленных кругов, тычинок также 3 + 3, плодолистиков 3, реже вместо числа 3 в цветке наблюдаются числа 2 или 4. Но от этого типа наблюдаются многочисленные, более или менее значительные отклонения. О. растения делятся на 7 порядков: l) Helobieae (главн. сем. частуховые, рдестовые), 2) Glumiflorae (осоковые, злаки), 3) Spadiciflorae (пальмы, ароидные), 4) Enantioblastae (эриокаулоновые), 5) Liliiflorae (лилейные), 6) Scitamineae (имбирные), 7) Gynandrae (орхидные).

Однодомный

(Monoicus) — употребляется разными ботаниками различно. Одни называют такие растения, у которых мужские и женские цветы находятся на одной и той же особи (plantae monoicae), например береза, дуб, бук и пр.; другие называют двудомными самые цветы, распределенные, как сказано (см. Цветок).

Одноклиномерная или моносимметрическая система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Однокопытные

или лошадиные (Solidungula s. Equidae) — см. Лошадь.

Однолетние растения

— см. Долговечность растений.

Однопокровные

(Monochlamydeae) — двудольные растения, цветы которых снабжены простым покровом, т. е. таким, в котором нельзя различить ни чашечки, ни венчика. Такие растения собраны некоторыми авторами в особый подкласс, например у Декандоля, у Бентама и Гукера. В новейшее время этот подкласс не признается.

А. Б.

Однопроходные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Однорельсовая железная дорога

Статья большая, находится на отдельной странице.

Однородность

(Homogénéité). — Слово это нередко встречается в физико-математических науках и имеет различные значения, смотря по тому объекту, качеству или свойству, к которому оно относится. В чистой математике чаще всего встречаются выражения: однородная функция нескольких величин х 1, х 2,...xn; это есть такая функция ∫( х 1, х 2,...xn), которая может быть представлена под видом x1m φ (x2/x1, x3/x1,...xn/x1), где φ есть некоторая функция означенных здесь отношений, а m есть показатель степени этой О. функции. Однородное уравнение — такое, в котором обе части равенства однородные функции одинаковой степени искомых величин. В механике и математической физике говорится, например, о телах однородной плотности, подразумевая под этим такое тело, средняя плотность всех частей которого одинакова, как бы малы ни были эти части. Однородно-упругим называют такое тело, которого упругость по параллельным направлениям во всех местах тела одинакова, хотя может быть и различна по различным, не параллельным между собой, направлениям. Кристаллы принадлежат к числу таких тел. Однородное магнитное поле — такое, напряжение которого во всех местах одинаково; на свободный магнит, помещенный внутри однородного поля, действуют магнитные силы, не могущие сообщить ему поступательного движения, а только вращательное.

Д. Б.

Однорядка

(стар.) — верхняя широкая, долгополая одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. О. шились из зуфы, сукна и др. шерстяных тканей; украшались кружевом, нашивками, образцами и золотыми строками; носились осенью и в ненастную погоду, в рукава и внакидку. В описи платья царя Михаила Федоровича упоминаются О. чистые и нарядные, у Алексея Михайловича — "две О. обинные белые". В 1469 г. Иоанн III послал в награду устюжанам О. чипские, лунские, новоголские и трекумские. Были О. и женские, как у бояр, так и посадских людей.

В. Рв.

Односемянодольные

— см. Однодольные растения.

Односложные языки

— см. Изолирующие языки.

Одностороннее обещание

О. обещание как источник обязательств. Существенным условием возникновения обязательства, заключаемого по воле сторон, является согласие стороны, которая обязывается. Господствующая юридическая догма требует, однако, для возникновения обязательства не О. обещания стороны обязанной, а, кроме того, принятия этого обещания другой стороной; источником обязательства считается, поэтому, не просто обещание, а принятое обещание. т. е. договор (см.) — воззрение, объясняемое историческим развитием учения об обязательстве. В эпоху так называемого формального контракта для одностороннего обещания не было места. При заключении обязательства, требовалось присутствие всех участвующих и посторонних лиц, чтобы закрепить его формальную силу и обеспечить доказательность. Обязательство, отливавшееся в форму реального контракта, по самой сущности последнего требовало участия другой стороны, действие которой служило основанием обязательства. Первоначальные консенсуальные контракты были двусторонними договорами, существенную сторону которых составлял обмен эквивалентами в будущем. При них обещание одной стороны служило основанием обязательства другой (см. Контракт). На основании господствующих видов римских обязательств создано было общее учение о необходимом условии обязательства — наличности выраженной воли как должника, так и кредитора. Ведя к целому ряду затруднений в юридической конструкции обязательства (см. Право обязательственное), это учение не соответствует действительным потребностям жизни и должно допустить ряд исключений. Уже римское право признало силу О. обещания, как источника обязательств, для некоторых случаев. Таким образом обещание определенных сумм в пользу государства, города, церкви, сделанное ради интересов общего блага, по поводу какого-либо несчастья, в интересах чести или как обет в пользу богов, и вообще обещания, имеющие определенное юридическое основание, имели полную силу и по мнению римских юристов (Dig. 50, 12 § 1). В современном праве число случаев, в которых О. обещанию не может быть отказано в юридической силе, значительно больше. Наиболее частый из них — О. обещание награды за совершение тех или других действий по вызову обязывающегося — случай, специально регулируемый новым общегерманским уложением. Отрицать за другими обещаниями юридическую силу, также нельзя, раз к такому обещанию есть серьезный повод и оно дает основание лицам, к которым обращается, приступить к совершению определенных в нем действий. О. обещание может быть рассматриваемо даже как единственное условие возникновения обязательств. Перенесение центра тяжести учения о возникновении обязательства с договора на О. обещание избавило бы юридическую догму от многих затруднений при конструкции таких форм современного оборота, как договор в пользу третьих лиц, передача обязательства, бумаги на предъявителя и т. д. Английские юристы так и смотрят на О. обещание, усматривая его силу не в принятии его со стороны другого контрагента, а в объективном юридическом основании обязательства.

Русская судебная практика, следуя господствующей догме, учит, что "обещание, не облеченное в форму обязательства (?), не принадлежит к числу юридических действий и не пользуется судебной защитой, хотя бы предметом обещания были имущества или действия лиц, не противные закону" (разъяснение г. Гаугера в изданном им Х т., ст. 1518 п. 5). Но и она должна была отступить от этого положения в ряде случаев, главный из которых — обещание премии или награды (реш. 80/135 и 70/114), причем сенат настолько строг, что не различает простой рекламы от обещания награды (одним лицом было обещано 500 руб. тому, кто изобретет газ, горящий лучше свечи объявителя и сенат признал иск лица, действительно изобретшего такой газ, правильным). О. обещание, как источник обязательства, следует отличать от офферта (см.).

Литература: Siegel, "Versprechen als Verpflichtungsgrund" (В., 1873); Hoffmann, "Die Enstehungsgr ünde der Obligationen" (B., 1874); Windscheid. "Lehrb. der Pand." (§§ 304-305); Dernburg, "Pandecten" (II, § 9); Holmes, "The common law" (Бостон, 1881); Свод гражданских узаконений губ. Прибалтийских, ст. 3276-3283; Анненков, "Возникновение обязательств" ("Журнал Мин. Юстиции", 1897, № 4).

В. Нечаев.

Одноустка

— см. Глисты.

Одночлен

— Алгебраическое выражение, состоящее из отдельных частей, связанных между собой знаками "плюс" или "минус", называется многочленом. Каждая такая часть с предшествующим ей знаком называется членом. Выражение, состоящее из одного члена, называется О.

Одо Клюнийский

— монастырский ученый (879—942). В 927 г. избран аббатом Клюнийского монастыря и скоро сделал его образцовым по порядку и дисциплине. О. написал три сочинения: считавшуюся превосходной книгу о занятиях монахов; пользовавшийся в свое время значительным распространением диалог о музыкальном искусстве; наконец, сочинение об абакосе (см.), напечатанное под заглавием "Regulae Domini Oddonis super abbacum" (см. "Scriptores ecclesiastici de musica", St. Blasien, 1784; здесь же и диалог о музыке). Содержание последнего составляют: краткие замечания, частью историко-библиографического характера, частью по вопросу о значении и пользе учения об абакосе; нумерация; умножение и деление целых чисел; статья о дробях, представляемых в формах римской системы минуции (см.). Единицы называются здесь пальцевыми числами, десятки — суставными, столбцы (см. метод столбцов в ст. Нумерация) — дугами. Столбцы, с помощью проводимых над ними больших дуг, соединяются в последовательном порядке по три в высшие группы. Для обозначения однозначных чисел употребляются apices Боэция, а для многозначных — римские цифры. При умножении один из множителей, помещаемый обыкновенно в столбцах сверху, называется суммой, а другой, помещаемый снизу, основным числом (fundamentum); произведение располагается между ними. По примеру Боэция, автор различает три случая деления: простое, сложное и прерывное, смотря по тому, занимает ли делитель один столбец или несколько последовательных столбцов и притом без пропуска или с пропуском одного из них. Расположение элементов деления в столбцах таково же, как и элементов умножения, то есть за делителем в направлении сверху вниз следует делимое, а затем частное. В статье о дробях заслуживает особенного внимания, по историческому значению процесса, случай деления 1001 на 1000, в котором получаемая в остатке единица обращается в такие доли, число которых, как превосходящее 1000, делает возможным продолжение деления. Для подробностей см. Moritz Cantor, "Mathematische Beitr äge zum Kulturleben der Vö lker" (Галле, 1863).

В. В. Бобынин.

Одо, герцог Аквитании

(Odo или Eudo, 688—735)— герцог Аквитании; был независим от франкского государства. В 721 г. разбил арабов, осаждавших Тулузу, но, после неудачной войны с Карлом Мартеллом, не мог более выдерживать борьбу с ними, и был принужден, в 732 г., бежать к франкам. Подчинившись Карлу Мартеллу, он участвовал с ним в битвах при Туре и Пуатье и снова получил в обладание свою страну, под верховенством Карла. Сыновья О., Гунольд и Гатто, и сын Гунольда, Вайфар, стремились отпасть от франков, но в 769 г. потерпели решительное поражение. Мнимое родство О. с Меровингами основывается на подложных документах.

Одо, граф парижский

(Odo или Eudo) — граф парижский, герцог франкский, сын Роберта Храброго анжуйского, погибшего в 866 г. в борьбе с норманнами. Когда западные франки отложились от слабого каролинга Карла Толстого, О., за свою блистательную оборону Парижа от норманнов (886), был в 887 г. частью вассалов провозглашен королем; но другие выставили против него, в 893 г., каролинга Карла Простоватого, которого О. не в силах был устранить. Он умер бездетным в 898 г. Это был первый властитель из рода Робертинов или (позднее) Капетингов.

Одоакр

(Одовакар, лат. Odoacer, Ottokar) — германский предводитель из племени ругиев или скиров, живших в долине Дуная. Около 470 г. он поступил в Италии в военную службу и в 476 г. был в числе императорских телохранителей. Когда Орест, главный начальник войск, составленных по преимуществу из германских наемников, изгнал императора Непота и возвел в императоры своего собственного сына Ромула Августула, германские наемники потребовали себе определенных участков для поселения, а именно третью часть земель, принадлежавших римлянам. Орест отказал в этом; тогда большинство наемников возвело в короли Одоакра (22 августа 476 г.). Он победил при Павии Ореста, умертвил его, Ромула Августула заставил отказаться от власти, назначив ему известное содержание; войску своему отвел земли для поселения. Восточно-римский император Зенон возвел О. в патриции и признал как бы своим наместником. Но О. действовал как независимый государь: в 482 г. покорил Далмацию, в 487 и 488 гг. победил ругиев в Норике и чеканил монеты. Однако, император не хотел признать О. самостоятельным государем и побудил остгота Теодориха напасть на него. В 489 г. О. был разбит при Изонцо, потом при Вероне, в 490 г. при Адде; в Равенне ему удалось продержаться более двух лет. Теодорих вступил с ним в союз для совместного управления, но в 493 г. умертвил его. Почти тринадцать лет О. управлял Италией, назначал консулов, издавал законы в стиле римских императоров; но, в сущности, его образ правления был очень близок к положению дел в государствах, основанных германцами в римских владениях; поэтому возвышение его считается падением Западной римской империи.

Ср. Pallmann, "Geschichte der V ö lkerwanderung" (Гота, 1863 и Веймар, 1864); Kaufmann, "Deutsche Geschichte bis auf Karl d. Gr." (Лейпциг, 1880-1881).

Одобеску

(Александр Odobescu) — румынский археолог, беллетрист и филолог (1834—1895). Был профессором археологии в бухарестском университете. Главные его труды: "Despre poesia poporan ă " (1861), "Poetiĭ V ă c ăresci", "Psaltirea lui Koresi", "Petre Peonaru", "Istoria archeologiei", доведенная до половины XVIII в., исторические рассказы "Mihnea cel Rěu" и "Doamna Khiajna", "Etudes sur les droits et les obligations des monast ères roumains dédiés aux Saint s Lieux" (1864), "Notice sur la Roumanie" (к парижской выставке 1867 г.), "Le tr ésor de Petroasa".

Одоев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одоевские

— княжеский род, происходящий от св. великого князя Михаила Всеволодовича Черниговского, внук которого, князь Роман Семенович, был первым удельным князем О. и Новосильским. При его сыне Юрии Одоев был взят литовцами (1407), оставившими Юрия на уделе (см. Одоев, история). Из рода О. в XVI и XVII вв. было 13 бояр;, князь Василий Федорович О. († в 1687 г.) носил, вместе с тем, звание дворецкого. Князь Яков Никитич О., боярин, управлял стрелецким и аптекарским приказами и приказом казанского дворца. Князь Иван Васильевич († в 1764 г.) был сенатором и президентом вотчинной коллегии (1741-44). О князе Александре Ивановиче — см. соотв. статью. Со смертью князя Владимира Федоровича (см.) в 1869 г. пресекся род князей О. Титул и фамилия князей О. переданы в 18 7 8 г. Николаю Николаевичу Маслову, ныне командиру лейб-гвардии конного полка, потомства не имеющему. Род князей О. внесен в V часть родословной книги Владимирской и Московской губерний (Гербовник I, 4).

В. Р.

Одоевский, Александр Иванович

— поэт (1803—1839), князь. Получив прекрасное домашнее образование, О. служил в лейб-гвардии конном полку. За участие в событиях 14 декабря 1825 г. был сослан в Сибирь (Читинский и Петровский острог, с 1833 г. на поселении в Ишиме), в 1837 г. переведен на Кавказ рядовым в нижегородский драгунский полк и здесь через два года умер, оплакиваемый не только товарищами, но и всеми знавшими его рядовыми и горцами. Лермонтов почтил его память прелестным стихотворением, живо характеризующим личность О.: "Я знал его: мы странствовали с ним"... Он имел репутацию умного, образованного и благородного человека; некоторые называли его даже "христоподобной" личностью. Он был очень дружен с Грибоедовым, на которого имел значительное влияние. О. принадлежит к второстепенным поэтам Пушкинского периода; почти все его стихотворения относятся ко времени после 1825 г. и потому носят элегический характер; в них слышатся скорбь о страданиях человека, призыв к милосердию и любви. Сам поэт смотрел на поэзию, как на "ангела-утешителя", и черпал в ней "все радости, усладу скорбных дней" ("Поэзия"). Хотя О. свои стихотворения только говорил, и большей частью экспромтом, а записывали их его друзья, но многие из них отличаются гладкостью стиха и художественностью образов, все — искренностью чувства. При его жизни в печати появилась только пьеса "Сен-Бернард" ("Современник", 1838, Х т.), а все остальные — после его смерти, в разных журналах. В 1862 г. были напечатаны в Лейпциге его стихотворения (17) отдельной книжкой. В 1883 г. барон Розен предпринял новое издание и внес в него до 46 пьес, включив сюда и самое крупное произведение О., изображающее русскую старину — поэму "Василько", впервые напечатанную в "Русском Архиве" (1882, XXXIII т.). В этом же издании помещена и биография поэта. См. также ст. А. Н. Сироткина, "Князь А. И. О." ("Исторический Вестник", 1883, № 5).

В. Р-в.

Одоевский, Владимир Феодорович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одонтограф

(The Odontograph) — инструмент для определения вычерчивания вида зубцов, зубчатых колес разного радиуса и числа зубцов. Инструмент этот предложен Виллисом (Robert Willis, "Principles of Mechanism", Л., 1841).

Одонтологическое Обозрение

— ежемесячный орган московского одонтологического общества, издаваемый в Москве с 1899 г. под ред. врачей И. М. Коварского, С. П. Урениуса и М. М. Чемоданова; с 1904 г. вместо последнего — приват-доцент Г. И. Вильг.

Одонтома

(мед.) — доброкачественная опухоль, появляющаяся на зубах; состоит она из зубной ткани и развивается из пульпы во время периода прорезывания зубов; если же она появляется в дальнейшем промежутке времени, то называется одонтиноидом; в последнем случае может состоять из эмали, или дентина, или цемента, или из комбинации этих веществ. Опухоль весьма плотной консистенции, неправильной шишковатой формы, достигает величины куриного яйца. Если мешает при еде, то удаляется оперативным путем.

Одонье

— сельская хлебная кладь. В 1560 и 1581 годах с О. ржи полагалось, при продаже, четверть ржи поземного. В 1590 году О. равнялось овину, а в 1632 году О. смешивается со скирдой: "на семена хлеб откладывати ему опричь в невеликие скирды и О.... сотниц по 70 и по 80 и больше по 100 сотниц в кладь". По всей вероятности, величина О. различалась по местностям.

Одоптобласты

— см. Зубы.

Одран

(Audran) — семейство французских граверов на меди, из членов которого наиболее известны: 1) Шарль О. (1594—1674), образовавшийся в Риме, под руководством Корн. Блумарта, прекрасный рисовальщик и аквафортист. Из его гравюр лучшими должно признать "Св. Семейство", с Тициана, и "Благовещение", с Л. Карраччи. 2) Жерар О. (1640 — 1703), племянник предыдущего. Получив элементарное знакомство с приемами гравирования под руководством своего отца, Клода О. (1597 — 1677), он занимался в Риме живописью в мастерской К. Маратти, но успех, который имели первые его работы грабштихелем, побудили его посвятить себя всецело гравированию. Впоследствии он пользовался также иглой и, через свободное, умелое употребление то грабштихеля, то иглы, умел придавать своим произведениям большую живописность. Будучи вызван королем Людовиком XIV из Рима в Париж и получив титул придворного гравера, прославился в особенности воспроизведением картин Ш. Лебрена, изображающих победы Александра Македонского (4 листа огромного формата, печатан. 13-ью досками), а также гравюрами с Н. Пуссена и др. живописцев. Из этих эстампов в особенности замечательны: "Торжество Истины" (самый мастерский труд художника), "Христос и Грешница", "Спасение юного Пирра", "Кориолан" и "Крещение Господне", с Пуссена, "Битва и триумф Константина Великого", с Рафаэля, "Несение Креста", с Миньяра, "Мучение св. Протасия" и "Мучение св. Лаврентия ", с Лесюера, "Суд Соломона", с Куапеля, "Смерть Анании" и "Апостол Павел и Варнава", с Рафаэля (ср. Duplessis, "Notice sur la vie et les traveaux de G é rard Audran", Париж, 1858). 3) Бенуа О. (1661 — 1721), племянник и ученик предыдущего, работая в его манере, отличался правильностью рисунка и тщательностью исполнения. Из его гравюр особенно уважаются любителями: "Христос у Марфы и Марии" и "Больной Александр Великий", с Лесюера, "Семь таинств", с Пуссена, "Медный змей", "Брак Моисея и Сепфоры" и "Распятие", с Лебрена. 4) Жан О. (1667 — 1756), другой племянник и ученик, также очень искусный гравер, работавший резцом и иглой. Как на лучшие его произведения, можно указать на "Похищение сабинянок", с Пуссена, "Воскрешение Лазаря" и " Чудесный лов рыбы", с Жувене, "Дочь Фараона, находящая Моисея", "Есфирь пред Артаксерксом", "Воскресение Христово", с Куапеля, и "Триумф Галатеи", с К. Маратти.

А. С-в.

Одрживол

(Odrzywó l) — посад Опоченского уезда, Радомской губернии, на реке Држевице; жителей 2186. Фабрики суконная, шляпная, заводы листопрокатный и кожевенный. Костел, начальная школа, приют для детей.

Одризы

(Odrysae, Όδρύσαι) — могущественное фракийское племя, жившее на притоке Гебра Атриске, по другим свидетельствам — на равнине Гебра. Впервые появились они в Европе еще в доисторическую эпоху Греции; предание относило к ним мифических певцов Фамириса и Орфея, из которых последний считался царем О. В истории О. появляются в первый раз во время похода Дария Гистаспа на Скифию, который подчинил себе все фракийские племена кроме О., вследствие неприступного положения их страны. Царь их Терес воспользовался поражением соседей и расширил за их счет пределы своего царства, до Черного моря. Сын Тереса, Ситалк, объединил под своей властью весь берег от Абдер до Истра, который на севере отделял область О. от Скифии; западной границей, отделявшей О. от трибаллов и пэонийцев, были реки Осций и Стримон. В 431 г. афиняне привлекли одризов к участию в пелопонесской войне, заручившись содействием Абдерита Нимфодора, зятя Ситалка; последний послал афинянам подкрепление, за что сын Ситалка, Садок, получил право афинского гражданства. Попытка лакедемонян заключить союз с О. не увенчалась успехом. В 429 г. Ситалк предпринял поход против царя македонян, Пердикки II, но скоро примирился с ним и прекратил сношения с афинянами. В 424 г. Ситалк пал в битве с трибаллами; на престол вступил племянник его, Севф I, при котором могущество О. достигло высшей точки. Со смертью Севфа (в конце пелопонесской войны) могущество одризов стало постепенно падать. Во внутренние их распри вмешались греки, хотевшие отвоевать себе Херсонес, и Филипп II, который в 343 г. занял часть страны О. При Александре Македонском Севф III сделал попытку восстать против Македонии, но безуспешно. В 322 г. Лизимах заставил Севфа признать верховную власть Македонии. В следующем столетии происходит ряд восстаний О. против их поработителей, но до завоевания Македонии римлянами они не могли добыть себе полной свободы. Римляне, покорив македонян, оставили О. в покое, не упуская, однако, случаев вмешиваться в их дела. В 42 г. до Р. Х. Садил, будучи бездетным, завещал свое царство римлянам. Восстания О. при Тиверии и Калигуле были подавлены; Веспасиан слил страну О. с территорией римской империи.

Ср. Beheim-Schwarzbach, "De rebus Odrysarum" (Б., 1842).

Н. О.

Одрин-Николаевский монастырь

мужской заштатный — Орловской губернии, Карачевского уезда, при реке Одринке. Основан на месте появления иконы св. Николая, но когда — неизвестно. 9 мая ярмарка.

Одрина

— старинное русское название спальни или ложницы, находившейся в теплом жилье, а иногда устраивавшейся и отдельно, во дворе, с особыми сенями и крыльцом.

Одровонж

(Яцек или Гиацинт Odrowąź, 1183—1257) — католический миссионер, потомок древнего рода, переселившегося в Польшу из Моравии при нашествии мадьяр. Учился в Праге и Болонье и, получив степень доктора utruisque juris, поступил в число каноников при краковской кафедре, которую занимал тогда известный хронист Викентий Кадлубек. В 1218 г. О. отправился в Рим, где, под влиянием Доминика, поступил в основанный им орден и был назначен начальником небольшой миссионерской общины, отправлявшейся в Польшу. Ревностно отдавшись миссионерским подвигам, О. вскоре снискал славу чудотворца. Когда в 1228 г. из Польши была образована особая орденская провинция, Одровонж был назначен провинциалом, но отказался от этого звания. Следующая половина жизни и деятельности О. в доминиканских сказаниях обильно украшена благочестивыми вымыслами: так, о путешествии О. на Русь повествуется, что он во время четырехлетнего пребывания в Киеве успел обратить в католичество великое число клириков и мирян, воздвиг костел в честь Девы Марии и доминиканский конвент и пользовался расположением и милостями князя Владимира Ярославича. Не подлежит сомнению, что в 1228-1233 гг. в Киеве была миссионерская община, с О. во главе, но, по свидетельству Длугоша и Кромера, князь Владимир запретил О. дальнейшую проповедь и даже велел ему оставить Киев. В преувеличенном также виде изображаются и размеры второго путешествия О. по Азии и Востоку, в котором он будто бы захватил Китай, Кавказ и Малую Азию. Длугош приписывает О. основание пяти доминиканских монастырей; авторы житий исчисляют, что он прошел 28 тыс. верст пешком. Канонизован в 1594 г. Древнейшее по времени житие О., написанное Станиславом краковским (XIV в.), издано с очень хорошими научными примечаниями в IV т. "Monum. hist. Pol." ("De vita et miraculis S. Iacchonis Hyacinthi ord. fr. praedic.); тут же и любопытная история канонизации О. Разбор доминиканских сказаний об О. см. в ст. Малышевского: "Доминиканец Яцек О., мнимый апостол земли русской" ("Труды Киевской Дух. Акад.", 1867, т. 4, 6 и 8).

К. X.

Одуар

(Олимпия Audouard, 1830—1890) — французская писательница. С особенным рвением разрабатывала вопросы по бракоразводным делам и женской эмансипации, как в лекциях, так и в публицистике, например: "Guerre aux hommes" (1866), "Les droits de la femme" (1867), "La femme dans la mariage, la s éparation, le divorce" (1870), "Gynécologie" (1873), "L'amour" (1880), "Le luxe effréné des hommes", "Le luxe effréné des femmes", "La femme-homme", "La femme bas-bleu". Её рассказы часто вращаются на тех же вопросах ("Comment aiment les hommes", "Un mari mystifi é", "L'ami intime", "Le secret de la belle mè re", "Silhouettes parisiennes", "Les escompteuses"). Написала еще: "Les myst ères du sérail et des harems turcs" (1863), "Les mystères de l'Egypte devoilés" (1865), "A travers l'Amérique: Far-West, North-America" (1869-71), "Les nuits russes" (1876), "Voyage au pays des Boyards" (1880), "Pour rire à deux. Contes" (1884), "Voyage à travers mes souvenirs" (1884).

Одуванчик

(Paraxacum Hall.) — род растений из семейства сложноцветных (Compositae), отдела Cichoriaceae. Известно до шести видов этого рода, растущих в северном умеренном климате. Это — травянистые растения, с прикорневыми листьями и с безлистной цветочной стрелкой; листья удлиненные рассеченные; растение богато млечным соком. Цветочные головки средней величины или крупные, одетые цилиндрическим или колокольчатым покрывалом, возникают поодиночке на стрелке. Наружные листки покрывала более короткие, оттопыренные или отогнутые; внутренние почти одинаковые: вверх стоячие, расположенные в один ряд, а после плодосозревания отвороченные. Цветоложе голое; семянки сплюснуто-четырехгранные, с продольными ребрышками. В Европейской России встречаются три вида О.; из них самый обыкновенный Tar. officinale Wigg. (О., дикий цикорий, русский цикорий) — многолетняя трава, снабженная толстым отвесным корнем, переходящим вверху в короткое ветвистое корневище; листья собраны розеткой у самой поверхности земли; они ланцетные, суженные к основанию, выемчато-зубчатые или глубоко перисто-надрезанные, или раздельные, с треугольными, иногда зубчатыми, назад обращенными долями; из центра розетки вырастает тонкая, иногда довольно длинная, полая безлистная стрелка, несущая крупную желтую цветочную головку. Наружные листки покрывала линейно-ланцетные, отвороченные, внутренние — линейные; цветки язычковые, краевые из них с синеватыми полосками на наружной стороне. Семянки слегка сжатые, верхушка вытянута в длинный носик, несущий зонтиковидную летучку. Одуванчик растет на лугах, полях, огородах, садах, представляя очень надоедливую сорную траву. Доходит он далеко на север, до Новой Земли; встречается по всей Европе, Сибири и в Северной Америке. В народной медицине О. употребляется в виде декокта от каменной болезни, от боли в животе, при мучительных родах и вместо слабительного. В Таврической губернии его курят от кашля. В научной медицине употребляются корни (radix) и листья (herba Taraxaci), a также декокт из корней (Extractum Taraxaci).

С. Р.

Одуен, Жан Виктор

(Audouin) — знаменитый французский натуралист (1797—1841); родители предназначали его к занятию юриспруденцией; почувствовав влечение к естественным наукам, О. занялся медициной и получил звание доктора в 1826 г., защитив диссертацию: "Sur les cantharides". В 1824 г. О. был сделан помощником Латрейля по кафедре энтомологии в музее и помощником библиотекаря в институте. В 1826-1829 гг. О. совместно с Мильн-Эдвардсом, совершили три научные поездки к берегам Бретани и Нормандии, обогатившие науку многочисленными новыми фактами. В 1828 г. О. удостоен академией премии за исследование о кровообращении раков; в 1833 г. занял кафедру энтомологии в музее; в 1838 г. назначен членом академии наук по отделению сельской экономии. Главнейшие сочинения О: "Recherches pour servir à l'histoire naturelle du littoral de la France" (совместно с Мильн-Эдвардсом, 1830), "Rech. anatom. et physiol. sur la maladie contagieuse qui attaque les vers à soie et qu'on dé signe sous le nom de muscardine" ("Annal. des Sc. natur.", 2 сер., т. VIII), "Historie des Insectes" (1-ый вып.).

Одуен, Пьер

(Audouin, 1768—1822) — французский гравер, ученик Боварле, в своих произведениях обнаруживал большую легкость и свободу обращения с резцом. Из его гравюр следует отметить: "La belle Jardini è re" с Рафаэля (1803), "Положение в гроб" с М.-А. да-Караваджо, "Юпитер и Антиопа" с Корреджо, "Милосердие" с Андреа дель-Сарто, "Портрет Сальватора Розы", с Розы (1791), "Урок музыки" с К. Нетшера, "Гитаристка" с Тербурга, "Три Музы" с Лесюера, "Портрет Генриха IV" с Поурбуса, и др.

А. А. С.

Одымальский

(Валентин Odymalski, † в 1680 г.) — польский богослов и стихотворец. Сочинения его: "Ž a ł osna posta ć korony polskiej, wojennemi rozterkami utrapioné j" (Краков, 1659; перепечатано в "Pamiętnikach о Koniecpolskich" Пжиленцкого); "Wizerunek doskonał y Ś wi ę tobliwo ś ci i źywota N. P. Maryi" (там же, 1660); "Ś wiata ad Chrystusa naprawionego historyj ksi ąg X" (1670) и др.

Одынец

(Эдуард Антон, род. в 1804 г.) — польско-литовский писатель, современник и близкий друг Мицкевича. Много переводил, писал оригинальные драмы ("Фелицита", "Барбара Радзивил", "Юрий Любомирский"). Весьма ценны для изучения жизни Мицкевича "Путевые письма" О. ("Listy z podr ó žy", Варшава, 1875-78). С 1840-59 гг. О. издавал правительственный "Виленский Вестник".

См. А. Н. Пыпин и В. Д. Спасович, "История славянских литератур" (т. II, СПб., 1881).

Одынец (дополнение к статье)

(Эдуард Антон) — польско-литовский писатель; умер в 1885 г.

Одышка

— зависит от недостаточного поступления в кровь кислорода в легких. Кровь, бедная кислородом, возбуждает дыхательный центр, заложенный в продолговатом мозгу, дыхательные мышцы начинают усиленно сокращаться и дыхание становится чаще и глубже. Обеднение крови кислородом может произойти вследствие повышенного потребления кислорода, благодаря усиленной работе мышц или вследствие различных болезней легких, ограничивающих дыхательную поверхность и затрудняющих соприкосновение кислорода воздуха с кровью, как, например, при воспалении легкого, сдавливании его плевритическим экссудатом, сужении дыхательных ветвей и т. д. Если ограничение дыхательной поверхности настолько велико, что даже сильнейшая О. не в состоянии снабдить организм потребным количеством кислорода, то наступает удушье или асфиксия. Кроме того, О. может зависеть от расстройства кровообращения в легких под влиянием слабости сердца, например при пороках его. При слабой деятельности сердца равновесие между приходом и расходом кислорода поддерживается лишь с большим трудом и, при мало-мальски усиленной мышечной работе, приход кислорода оказывается недостаточным и появляется О. точно также, как она появляется, если человек попадает в атмосферу, слишком бедную кислородом. Ср. Дыхание.

А. Л-н.

Одюбон

(Джон Джеймс Audubon, 1780—1851) — американский орнитолог. Сын французского адмирала, еще ребенком рисовал уже птиц и цветы. В 1795 г. отправился в Париж изучать живопись под руководством Давида, но в 1798 г. отправился в Америку, где многие годы пространствовал с шотландским орнитологом Александром Вильсоном, объехал западные реки и в 1826 г. отправился в Европу, где предпринял роскошное издание: "Birds of America" (Л., 1828-39; 2-ое изд. Нью-Йорк, 1839-44 и 1863; 448 таблиц, с 1065 рисунками птиц, превосходно раскрашенных. В 1829 г. О. вернулся в Америку и описал в "Ame r ican Ornithological biography" (Филадельфия, 1831-39) североамериканских птиц. С Джоном Бухананом издал "The quadrupeds of North-America" (1843-50; 2-е изд. 1853) и "Biography of American quadrupeds" (Филадельфия, 1846-50).

Ср. Saint-John, "A." (Л., 1856), Buchanan, "The life and adventures of J. A." (2 изд., Нью-Йорк и Л., 1869).

Оек

— село Иркутской губернии и округа, в 36 верстах от Иркутска, при впадении речки О. в реку Куда; 705 домов, 3452 жителей. Школа, врачебный пункт; винных продаж 13, прочих лавок 9, мельниц 8, кузниц 17, других промышленных заведений 3.

Ожандра порох

— см. Взрывчатые вещества.

Ожар

(Жак-Матье Augeard, 1731 — 1805) — французский памфлетист. Во время смут, вызванных реформами Мопу, написал несколько анонимных памфлетов, помещенных в "Maupeouana". Будучи главным секретарем Марии-Антуанетты, О., в 1790 г., был заподозрен в том, что принимал участие в проектах бегства короля в Мец, и лишь с большим трудом получил свободу. В 1792 г. он эмигрировал и вернулся во Францию во время консульства. В последние годы жизни он писал "M é moires secrets", напечатанные лишь в 1866 г. В этих "M é moires" О. признает себя автором трех брошюр: "Lettre à Jacques Vergés", " Les Oeufs Rouges" и "Le Bouquet de Monseigneur".

Ожаровские

— польский графский и дворянский род, герба Равич, восходящий к концу XV в. Юрий О. († в 1741 г.), обозный великий коронный, был маршалом сейма в 1732 г. и послом во Францию от Станислава Лещинского (1733). Его сын Петр, гетман великий коронный, сторонник России, повешен чернью в Варшаве 9 мая 1794 г. Один из его сыновей граф Адам Петрович (1776-1855) был генерал-адъютантом, членом государственного совета и сенатором, а из внуков Петра — граф Константин Францович (1823-1893), гофмейстер, известный знаток польской генеалогии, оставил следующие труды: "Sapiehowie" (СПб., 1890 — 93), изданные под именем Иосифа Вольфа "Senatorowie i dygnitarje W. Ks. Litewskiego" (Kpaков, 1885), "Pacowie" (СПб., 1885), "R ó d Gedimina" (Краков, 1886) и посмертный труд (тоже под именем Иосифа Вольфа) "Kniaziowie litewsko-ruscy" (Варшава, 1895). Все эти труды, составленные почти исключительно по неизданным архивным материалам, имеют важное значение для занимающихся историей Литвы и генеалогией литовских княжеских и дворянских родов. Род графов О. внесен в родословную книгу дворян Царства Польского, дворянские отрасли О. — в те же книги и в I часть родословной книги Виленской губернии.

В. Р.

Оже, Лазарь

(Lazare Augé и Auger) — французский философ и публицист (1798—1874), ученик польского мистика Вронского (см.), идеи которого он пытался пропагандировать в сочинениях: "Philosophie de la religion" (1860), "Constitution philosophique de l'immortalité " (1862), "Notice sur H. Wronski" (1865). Написал также: "Cacod émonisme" (1837), "Tableau dichotomique de l'histoire ancienne" (1839), "Neuf pages sur la Vie de Jésus de Renan" (1863).

Оже, Луи-Симон

(Louis-Simon Auger, 1772—1829) — французский писатель, член французской академии. Кроме журнальных статей, О. принадлежит много комментированных критических изданий сочинений разных писателей, например Мольера (1819-25). Статьи и заметки его собраны в "M élanges philosophiques et litté raires" (П., 1828).

Оже, Эдмонд

(Auger, 1515—1591) — иезуит, профессор философии в Риме. Посланный в 1559 г. во Францию, с целью обращения гугенотов, О. попался в руки барона дез-Адре и спасся от виселицы лишь благодаря заступничеству протестантского пастора. Получив свободу, О. снова взялся за свое дело и вел его с большим успехом, особенно в Иссуаре и Лионе; ему приписывали обращение 40000 гугенотов. В 1575 г. Генрих III назначил его своим проповедником и духовником; это первый иезуит, получивший такую должность при французском дворе. Его преданность Генриху III и монархизму сделали его ненавистным для лиги и подозрительным для ордена, который держал его в немилости и после смерти короля. Кроме множества книг полемического характера, О. напечатал: "Sucre spirituel pour adoucir l'amertume des aigres malheurs de ce temps" (Лион, 1550), "Le p édagogue d'armes à un prince chré tien" (П., 1568), "Breviarium romanum Henrici III" (П., 1588), катехизис на французском, латинском и греческом языках, имевший большой успех, и др. Биография О. написана иезуитом П. Дориньи (Лион, 1716).

Ожеговцы

— местечко Волынской губернии, Староконстантиновского уезда, при реке Збруч, на австрийской границе; пост пограничной стражи. Жителей 1406, церкви православная и католическая, еврейская синагога; остатки старинных укреплений; одно из древнейших поселений края. Серный источник.

Ожеледь

— так называется иногда тот случай гололедицы, когда ледяная кора, вследствие замерзания дождевых капель при прикосновении к твердым предметам, образуется на ветвях деревьев, стенах зданий, столбах, проволоках телеграфов и т. д. Подробности см. Гололедица.

Ожерелье королевы

(Collier de la reine). — Громкую и скандальную известность приобрело в истории загадочное дело об О. французской королевы Марии-Антуанетты, вызвавшее незадолго до великой революции памятный уголовный процесс (1785-86 гг.). До сих пор еще не установлены с достаточной определенностью все подробности этого дела. Сущность его сводится к следующему. У французских ювелиров Бемера и Бассанжа после смерти Людовика XV осталось на руках великолепное бриллиантовое О., громадной стоимости, изготовленное для фаворитки короля, Дюбарри. Ювелиры пытались было склонить Марию-Антуанетту к приобретению О., но, ввиду расстройства финансов, королева не решалась потребовать от Людовика XVI крупную сумму. Некоторое время спустя, придворная дама, графиня Ламот-Валуа (см.), считавшаяся одним из наиболее близких лиц к королеве, выразила согласие, по просьбе ювелиров, поговорить с Марией-Антуанеттой и через несколько дней заявила, что королева покупает О., а ведение переговоров по этой сделке поручено одному знатному лицу. К ювелирам явился кардинал Роган и от имени королевы купил О. за 1600 тыс. ливров; часть денег он заплатил наличными, а на остальную сумму выдал на различные сроки заемные письма. Когда наступил первый срок платежа, деньги не были уплачены. Ювелиры встревожились, и вскоре, по их жалобе, кардинал Роган; m-me Ламот-Валуа и несколько других лиц (в том числе известный авантюрист Калиостро) были арестованы по обвинению в мошенничестве и присвоении себе О., под видом мнимой покупки его для королевы. На суде оказалось, что Роган совершенно искренне считал себя поверенным королевы и явился жертвой обмана своей любовницы, графини Ламот. Последней известно было страстное желание кардинала видеть Марию-Антуанетту, приобрести ее расположение и тем поправить свою пошатнувшуюся политическую карьеру. Пользуясь доверчивостью Рогана, графиня Ламот устраивала ему в версальском парке мнимые свидания с королевой, которую изображало другое лицо, выманившее у него деньги и, наконец, направившее его к ювелирам за О. Остается неясным, какую роль играла во всех этих действиях Ламот сама Мария-Антуанетта. Есть основание думать, что многие из проделок, учиненных над кардиналом, ей были небезызвестны. Дело об О. было разобрано парижским парламентом. Кардинал Роган и Калиостро были оправданы, Ламот-Валуа приговорена к телесному наказанию, клеймению и заключению в тюрьме. Процесс об О. способствовал развитию неудовольствия в стране.

Ожерелье, антропологический очерк

— О., как предмет украшения человеческого тела, было известно уже в самые отдаленные доисторические эпохи. Кости, челюсти животных, человеческие черепа издревле навешивались на шею, как трофеи побед (обычай этот до сих пор распространен среди дикарей). В памятниках палеолитического периода мы находим просверленные кости, зубы, раковины и др. вещи, вероятно служившие к изготовлению О. у первобытного человека. Позже появляются различного рода камешки с правильно округленным отверстием, алебастр, янтарь, жемчуг, бусы и пр. В бронзовый и железный века О. употреблялись в форме металлических колец (попадаются и золотые, уже в конце неолитического века). Бусы до сих пор высоко ценятся дикарями, которые готовы отдать за них европейцу самые ценные вещи.

Ожерелье, в старину

— 1) украшение мужских и женских одежд около шеи; 2) воротник у рубашек, зипунов, кафтанов, чюг, однорядок и проч.; 3) меховой воротник у шуб. О. у нарядных рубашек, зипунов и чюг делались из атласа, бархата, парчи, украшались жемчугом и драгоценными камнями. Иногда О. делались вроде нынешних форменных шитых воротников и назывались стоячими. Были еще О. отложные, похожие на широкий отложной воротник. Те и другие иногда пришивались к ним. Отложные великокняжеские и царские О. назывались и диадимами. Для одежд цариц и царевен О. низались на нитях. О. называлось также оплечье у священных риз и стихарей: в кормовой книге Кирилло-Белозерского монастыря оба эти названия употребляются безразлично.

В. Р-в.

Ожива

(ogive) — в готической архитектуре французское название стрельчатой арки или стрельчатого свода, т. е. таких, контур которых образуют две равные, симметрично расположенные дуги кругов, имеющие одинаковый радиус и описанные из центров, лежащих на одной и той же горизонтальной линии. Дуги эти сходятся вверху под более или менее острым углом, смотря по величине расстояния между их центрами, и таким образом представляют собой подобие острия стрелы, откуда и произошло общеупотребительное название этой архитектурной формы: "стрельчатая" (см. Готическое зодчество).

А. С-в.

Оживка

— О. называется химическая очистка окрашенных тканей, имеющая целью придать им лучший оттенок. Приемы О. весьма разнообразны и далеко не одинаковы при различных окрашиваниях. Так, О. тканей, окрашенных в пунцовый цвет ализарином, производится кипячением их под давлением в растворе соды, мыла и особой оловянной композиции, так называемой "физики ", в главной массе состоящей из хлорного олова (см.). В последнее время иногда достигают той же цели отваркой ткани под давлением со слабым раствором серной кислоты или даже с одной водой. О. тканей, окрашенных в кубовый цвет, производится пропуском их через раствор купоросного масла на холоде. Простейшая форма О. хлопчатобумажных тканей состоит в простой промывке их холодной или горячей водой. Такого рода О. применяется почти всегда; разве только для некоторых азо-красок, например для бензопурпурина или дельтапурпурина, находят более выгодным, в смысле сохранения более яркого оттенка цвета, не промывать ткани, выкрашенные в слабом содовом растворе пигмента. О. окрашенных шелковых изделий, пряжи и тканей состоит почти всегда в пропуске их через кислую ванну или же в нагревании их с раствором какой-нибудь органической кислоты, чаще всего щавелевой, виннокаменной или лимонной. Иногда, впрочем, употребляются и минеральные кислоты или их кислые соли, например купоросное масло в слабом растворе или кислая серно-натровая или серно-калиевая соль. Для О. шелковых изделий, окрашенных в черный цвет, употребляются жирные масла. Действие О. особенно резко проявляется на шелке; при этом не только улучшается оттенок цвета, но окрашивание выигрывает и в интенсивности.

А. П. Лидов. Δ .

Оживление

— см. Смерть мнимая.

Оживляющие средства

— см. Аналептика.

Ожига

(Luzula DC) — род растений из семейства ситниковых (Juncaceae). Это многолетние травы, очень похожие на злаки. Растут они преимущественно в северных умеренных климатах, а также на высоких горах под тропиками; растут иногда густыми дерновинами. Мелкие, зеленоватые, невзрачные цветки бывают собраны в метельчатые соцветия или в клубочки. Цветки правильные; околоцветник простой, зеленый, состоящий из шести листков; тычинок шесть, пестик один с верхней одногнездной трехсеменной завязью, со столбиком, оканчивающимся тремя рыльцами. Плод — трехсеменная коробочка. Всех видов рода насчитывается до 38, некоторые виды трудно отличимы один от другого. В Европейской России встречается около 5 видов, из них L. pillosa Willd. (волосистая О.) и L. campestris Garcke (полевая О.) наиболее обыкновенны. Первый вид растет по тенистым местам и в кустарниках; цветки у него сидят на цветоносах поодиночке и собраны в метельчатое соцветие; листки околоцветника короче коробочки. Второй вид растет на лугах, холмах, песчаных местах и не заходит далеко на юг России. Цветки у этого вида собраны колосками, а листки околоцветника не короче коробочки.

С. Р.

Ожиговцы

(Ожеговцы) — местечко Волынской губернии, Староконстантиновского уезда, при реке Збруч. Жителей 1209, дворов 129; православная церковь, костел, синагога и школа. Около О., на границе с Австрией, серный источник.

Ожирение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ожог

(мед.) — повреждение тканей тела действием высокой температуры (свыше 60°). Различаются три степени О. При первой степени происходит только гиперемия ткани, при второй степени образуются пузыри, а при третьей — омертвение (гангрена); это деление принято у нас и в Германии, во Франции — пять степеней. О. от лучистой теплоты — обыкновенно первой степени, редко второй. При О. газом (взрывах) получаются сложные повреждения — ушибы и т. п. При О. жидкостями имеют значение их теплоемкость и продолжительность действия. Весьма тяжелые О. дают кипящие при высоких температурах жиры, но наиболее тяжелые получаются от непосредственного соприкосновения с раскаленными плотными телами (уголья, горящее платье и т. п.). Краснота и опухоль при О. первой степени увеличиваются в течение нескольких часов при сильных жгучих болях, а затем постепенно вместе с ними исчезают. Через несколько дней эпидермис слущивается большими лоскутами и обнажается молодая, весьма чувствительная кожа. Пузыри обыкновенно образуются спустя 1/41/2 часа после действия высокой температуры; верхняя кожица приподнимается янтарного цвета жидкостью, причем полость пузыря разделяется перегородками на отдельные камеры. Без воздействия лекарств сыворотка свертывается, жидкость испаряется и всасывается, а через 5-6 дней пузырь отпадает. Боли при О. второй степени вначале очень сильны. О. третьей степени, вследствие полного разрушения подлежащих тканей, вначале менее болезненны. Образовавшийся струп через 5 — 6 дней начинает отделяться по краям. После полного отделения его, поверхность раны очень болезненна. Затем развивается из соединительной ткани рубец, влекущий за собой разнообразные обезображивания. В зависимости, главным образом, от О. развиваются расстройства общего состояния. О., хотя бы первой степени, занимающие больше 1/3 поверхности тела, приводят, в большинстве случаев, к смертельному исходу. Для объяснения причины смерти предложено несколько теорий (прилив крови к внутренним органам; прекращение деятельности кожи; сгущение крови вследствие огромных потерь жидкости; образование ядовитых веществ в крови; рефлекторное понижение тонуса сосудов и т. д.). Если не удается сделать рану вполне асептичной, то больные могут подвергнуться всем случайным заболеваниям от ран. Лечение, в случаях распространенных О., должно быть направлено на устранение коллапса (см.), затем произвести подкожное вливание 800-1000 куб. см. теплого 0,7%-го раствора поваренной соли. Местное лечение состоит, прежде всего, в борьбе с инфекцией (в случае надобности под хлороформом вымыть кожу щетками с мылом, вытереть эфиром, сулемовым и др. дезинфицирующим раствором и асептическая или антисептическая повязка). Вместо них при обширных ожогах можно оставить больного на продолжительное время в водяной теплой ванне. В дальнейшем — соответствующее хирургическое (пересадка кожи, удаление рубцовой ткани, массаж, надрезы и т. п.) лечение.

А.

Ожро

(Pierre-Francois-Charles Augereau, 1757—1816) — герцог кастильонский, маршал и пэр Франции; образование получил весьма скудное; в 1792 г. поступил солдатом в один из батальонов волонтеров, а в 1794 г. был уже дивизионным генералом. Во время итальянской кампании 1796 г. О. особенно отличился в боях при Лоди, Кастильоне, Арколе. В 1797 г. ему вверено было начальство над войсками, находившимися в Париже, причем он содействовал большинству директории в совершении государственного переворота 18-го фрюктидора. В 1799 г., будучи членом совета пятисот, О. сначала противодействовал замыслам Бонапарта, но вскоре сошелся с ним и был назначен командующим армией в Голландии. Участвовал в кампаниях 1805, 1806 и 1807 гг.; в сражении при Прейсиш-Эйлау был ранен. В походе 1812 г. он не участвовал, а командовал войсками, занимавшими Берлин; в 1813 г. с отличием действовал в лейпцигской битве и окончил свое военное поприще в 1814 г., командуя обсервационной армией в Лионе.

Ожье

(Guillaume-Victor-Emile Augier, 1820—1889) — известный французский драматург, внук Пиго-Лебрена (см.). Сын адвоката, О. также некоторое время изучал юриспруденцию. Античному миру он посвятил комедию в стихах "Cigue", написанную под непосредственным впечатлением только что появившейся трагедии Понсара (см.), но затем вскоре перешел к современной жизни. В многочисленных комедиях О. мы встречаем живые, метко схваченные с натуры картины французского общества времен июльской монархии и второй империи. О. симпатизирует буржуазии, ее вкусам и идеалам и может быть назван представителем так называемой школы здравого смысла (é cole du bon sens). Литературную славу Ожье упрочили комедии "Aventuri è re" (1848) и "Gabrielle" (1849), написанные звучными, красивыми стихами. В последней пьесе, удостоенной монтионовской премии (выдаваемой за добродетель), автор восстает против незаконной любви и преступных увлечений страстью. В позднейших пьесах О. "Les Effront és", "Le Fils du Giboyer", и "La Contagion" спокойное обличение комедии нравов переходит в резкую общественную сатиру. Автор восстает против наводнения всех профессий дельцами самого низкого разряда. В особенно черном виде представлена была пресса и духовенство, что вызвало сильные протесты в печати. Луи Вьелльо ответил памфлетом: "Le Fond du Giboyer", Виктор Лапрад напечатал сатиру "Chasse aux Vaincus", вызвавшую в свою очередь возражение со стороны О. С "Ma î tre Guerin" О. возвращается к комедии нравов. К этому роду принадлежат также "Lions et Renards", "Jean Pommeray", "Madame Caverlet" (где разбирается вопрос о разводе) и "Les Fourchambault". Из других комедий О. особенно известны: "Gendre de Mr. Poirier" (написана в 1854 г. в сотрудничестве с Сандо). О. принадлежит также водевиль из жизни Латинского квартала, "L'habit vert" (1849), написанный в сотрудничестве с Альфредом де-Мюссе, и пятиактная драма "Диана" (1852), сюжет которой навеян трагедией В. Гюго "Марион-де-Лорм". В 1876 г. О. начал полное издание своих пьес; в нем перепечатаны также предисловия, в которых О. представляет драматурга как учителя нравственности, которому позволено, ввиду его нравоучительной цели, обнажать все скрытые язвы общественной жизни. О. выбран в члены французской академии в 1857 г. О. занимает крупное место во французском театре XIX в., наряду с А. Дюма-сыном, с которым имеет много общего (сюжеты пьес, социальные тенденции); но Дюма более тонко понимал психологию современности. Ожье останавливается скорее на поверхности и видит типичные условия жизни, а не воздействие их на личность, различно реагирующую на одни и те же обстоятельства. Успех О. объясняется более всего тем, что он выразитель буржуазных идеалов середины века во Франции и сумел облечь несложную мораль в традиционный стих. Техническая сторона пьес О. обличает в нем знатока сцены, пьесы его смотрятся с интересом, диалог не так блестящ и остроумен, как у Дюма, но строго выдержан. Стих его иногда прозаичен и не чужд ремесленного следования установленным образцам. В литературном отношении главная заслуга О. в том, что он создал несколько живых типов — Giboyer, Ma î tre Guerin, Mr. Poirier. Собрание сочинений О. ("Th éâ tre complet") издано в Париже (1876-78).

См. об О. Eug. de Mirecourth, "Le petit-fils de Pigault-Lebryn"; Paul de Saint Vi ctor, "Le Théâ tre contemporain"; этюды Faguet и Lemaitre.

См. E. О. (E. И. Утин) "Эмиль Ожье и реализм современной драмы" ("Вестник Европы", 1868, № 4); Г. Благосветлов, "Последняя комедия Эмиля О." ("Общезанимат. Вестник", 1858, № 9), статьи E. Тур в "Русском Вестнике" (1858 г., апрель и август). "Габриель" переведена довольно тяжелыми стихами И. Крешевым в "Библиотеке для Чтения" (1853, № 6; отд. СПб., 1853). Переведены еще: "Дружба и Любовь" (перевод В. Зотова, "Пантеон", 1851, № 2); "Искательница приключений" (там же, № 5), "Две семьи" (перевод Ив. Щеглова, СПб., 1888; литограф.); "Мадам Каверле" (СПб., 1876), "Старший брат" ("Les Fourchambault", СПб., 1878; литограф.).

Оза

— сын левита Аминадава, у которого был поставлен Ковчег Завета, возвращенный филистимлянами. О. сопровождал ковчег при перенесении его при Давиде из Кириаф-Иарима в Иерусалим, но за прикосновение к нему был поражен смертью. Место, где это случилось, названо поражением О. См. 2 Цар., VI, 6-8; 1 Парал., XIII, 7-11.

Озазоны

(Osazone) — см. Глюкозы.

Озамины

(Osamine) — продукты восстановления озазонов, или амидопроизводные кетоноспиртов: с азотистой кислотой они дают кетозы; озамин глюкозы тождествен с изоглюкозамином; см. Глюкозы.

Озанам, Антуан Фредерик

(Ozanam) — французский писатель (1813—1853), профессор иностранной литературы в Париже. Главнейшие его сочинения: "Dante et la philosophie catholique au XIII si è cle" (П., 1839; 2-е изд. 1845); "Documents in édits pour servir a l'histoire littéraire de l'Italie depuis le VIII-ème siècle jusqu au XIII-è me" (П., 1850), "Les po ètes franciscains en Italie au XIII-ème siè cle" (там же, 1852). Его "Oeuvres compl è tes" вышли в 11 томах (4 изд., П., 1873). Жизнь О. описали Каркер (Падербург, 1867), мисс Катлин, О'Меара (Эдинбург, 1876, нов. изд. 1879), Гарди (Майнц, 1878) и его брат, Альфонс О. (2 изд. П., 1882).

Озанам, Жак

(Ozanam) — французский математик (1640—1717). Происходил из еврейской семьи. Занимался преподаванием математики в Лионе, где он напечатал (в 1670 г.) свой первый ученый труд, перепечатанный потом в Париже в 1685 и 1710 гг. "Tables des sinus, tangentes et secantes, et des logarithmes etc.". После 1670 г. О. переселился в Париж и в 1701 г. был избран в члены парижской академии наук. Из сочинений О. после названных выше "Таблиц" сравнительно большей распространенностью пользовались следующие: "Dictionaire math ématique ou idée générale des mathé matiques" (Париж и Амстердам, 1691). Для своего времени отличался значительной полнотой. В нем содержались даже оригинальные решения очень многих трудных задач. "Récréations mathé matiques et physiques: etc." (2 т., Париж, 1694; новое издание, 4 т., ib., 1724; издание Монтюкла, ib., 1778; изд. Ch. Hutton, Лонд., 1803); "M éthode géné rale pour tracer des cadrans pour toutes sortes de plans" (П., 1673 и 1685); "L'u sage du compas de proportion etc., augmenté d'un Traité de la division des champs" (ib., 1688 и 1700); "Usage de l'instrument universel pour r ésoudre promptement et très-exactement tous les problèmes de la géométrie pratique sans aucun calcul" (ibid., 1688 и 1700); "M é thode facile pour arpenter ou mesurer toutes sortes de superficies etc." (ib., 1699 и 1725); "Cours de math é matiques etc." (5 т., ib., 1693), "La g éométrie pratique etc." (ib., 1684); "Traité es lignes du premier genre, de la construction des equations etc." (ib., 1687); "Traité de la fortification etc." (ib., 1694); "Nouvelle trigonométrie etc." (ib., 1699); "Nouv. élémens d'algè bre etc." (Амстердам, 1702); "La perspective th é orique et pratique etc." (П., 1711); "La g éographie et cosmographie etc." (ib., 1711). Кроме книг О. напеч. несколько статей в "Journal des savans" (1680 — 1691). Краткую биографию О. см. в "Eloge de M. Ozanam" ("Histoire de l'Acad émie royale des sciences", 1717).

В. В. Бобынин.

Озанз

(Жорж Ozaneux) — французский писатель (1795—1852). Сочинения его: "Histoire de France" (П., 1846), "Le dernier jour de Missolonghi" (драма, 1828), "Le n è gre" (драма, 1830), "Le gentilhomme de la chambre" (1830), "Timor et Bayazed" (драма), "Nouveau syst ème d'etudes philosophiques " (1830), "La Mission de Jeanne d'Arc" (хроника в стихах, 1836), "Les Romains" (1845). Поэтические произведения О. собраны под заглавием "Erreurs po é tiques" (П., 1849).

Озанн, Готтфрид Вильгельм

(Osann, 1797—1866) — химик и физик, учился в Берлине, Йене, Эрфурте и Эрлангене. Был сначала приват-доцентом по физике, затем по химии и физике при университетах в Эрлангене и Йене, затем — профессором химии и фармации в дерпт. университете и, наконец, профессором химии и физики в университете в Вюрцбурге. В бытность свою в Дерпте О. опубликовал исследования над платиновыми рудами и над явлениями фосфоресценции. Научных работ опубликовано О. больше сотни. Главные из них: "Disser. de natura affinitatis chemicae" (Йена, 1822); "Beiträ ge zur Chemie u. Physik"; "Messkunst der chemischen Elemente" (Дерпт, 1825); "Handbuch der theoret. Chemie" (Йена, 1827); "Erfahrungen im Gebiet des Galvanismus" (Эрланген, 1853); "Untersuchungen des Russischen Platinerzes"; "Versuche über Phosphorescenz und Beschreibung eines neuen Photometers" (1834); "Ueber Meteoreisen"; "Ueber Fluorescenz"; "Die Streifen bei Verlängerung des prismatischen Farbenspectrums"; "Anwendung des Undulationstheorie auf die Phänomene des polarisirten Lichtes"; "Electrolyse"; "Capillarität"; "Sphäroidaler Zustand u. Möglichkeit eines 4-ten Aggregatzustandes" (1858); "Elliptische Bahn einer Kugel auf einer Kreisförmig in der Mitte vertieften Ebene"; "Farbige Ringe einer mit Lycopodium bestreuten gegen eine Lichtflamme gehaltenen Glastafel"; "Activer u. passiver Zustand v. Sauerstoff u. Wasserstoff" (1860).

П. Гр.

Озанн, Эмиль

(Osann, 1787—1842) — немецкий врач, был профессором в берлинской военной академии (с 1814 г.) и университете с 1818 г. О. считается основателем отдела медицинской науки — бальнеологии. Его главное произведение: "Physik.-mediz. Darstellung der bekannten Heilquellen der vorz ügchsten Lä nder Europas" (т. I и II, 2 изд., Б., 1839-41; обработ. Цабелем, 1843).

Озаринцы

— местечко Подольской губернии, Могилевского уезда. Жителей 3818, дворов 400, церквей 2, костел 1, синагога 1, еврейских молитвенных домов 2. Училище, приемный покой, аптека. Базары через неделю. Четыре водяные мельницы, кирпичный завод.

Озбяк

— см. Узбек.

Оздоровление городов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница