Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "О" (часть 5, Обы - Огл)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "О" (часть 5, Обы - Огл)

Предыдущая страница Следующая страница

Обывательские квартиры

— см. Квартирная повинность.

Обывательские подводы

(см. Натуральные повинности) — по определению устава о земских повинностях, могут быть требуемы войсками, как в военное, так и в мирное время: 1) для хлебопеков и квартирьеров, 2) для подвозки больных, 3) для перевозки вещей, еще не розданных людям на руки, и 4) для перевозки обоза при переходе войсковой части на новые квартиры. Расплата производится или наличными деньгами, или по контрамаркам (см.).

Обыкновенная форма

— особая форма одежды для офицеров, в отличие от форм парадной и походной: мундир с погонами, при орденах (генералы надевают ленты лишь в некоторых случаях), высокие сапоги и кушак, а в строю и вообще на службе -шарф.

Обыск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обыск церковный

— письменный акт, составляемый причтом церкви перед венчанием каждого брака и удостоверяющий наличность условий, требуемых законом для совершения брака. В существующей для того при каждой церкви (с 1802 г.) шнурозапечатанной книге, выдаваемой из консистории за подписью одного из членов, заносятся сведения; о звании, состоянии, вероисповедании и месте жительства жениха и невесты, о детях и здравом умственном состоянии их, о том, что между ними нет степени родства, препятствующей, по закону, их браку, а также о том, которым браком они сочетаются, и по доброй ли воле, и имеют ли согласие на брак со стороны своих родителей и вообще лиц, согласие которых требуется по закону, были ли перед тем они у исповеди и св. причастия. Этот акт, установленный в 1765 г. (нынешняя его форма составлена в 1837 г.), подписывается женихом и невестой, двумя или тремя поручителями и причтом церкви, и к нему прилагаются подлинные документы, из которых одни (например дозволение начальства на вступление в брак) хранятся при книге, с других же списываются в книгу копии (аттестат о службе и под.), а подлинники возвращаются с отметкой на них о совершении брака, за подписью священника. Прототипом обыска послужили "венечные памяти" древней Руси, выдававшиеся от имени патриарха или епархиального архиерея доверенными духовными лицами на имя священника, который должен был совершать брак; в этих памятях обозначались имена лиц, вступающих в брак и предписывалось "обыскивать", нет ли препятствий к совершению брака. До 1775 г. от родителей венчающихся требовалась присяга, что жених и невеста добровольно вступают в брак, без принуждения со стороны родителей.

Н. Б-в.

Обычай

в обширном смысле всякая подробность или особенность жизни (кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая, постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно или бессознательно (по привычке, преданию, и т. д.), большей или меньшей группой лиц или даже одним лицом, как нечто неизбежное, необходимое, полезное или приятное. В этом смысле можно говорить об обычаях племен и народов, а у отдельного народа — об О. тех. или иных его подразделений, сословий, классов, полов, обществ, профессий, лиц, об О. религиозных, военных, правовых, торговых, промышленных, санитарных, модных и т. д., соответственно тем категориям, на которые распадаются жизнь и быт. В более тесном смысле О., однако, отличается от закона, обряда, моды и означает, главным образом, такие особенности народного быта, которые, сложившись в более или менее отдаленные времена, переходят от поколения к поколению, как правила жизни, налагаемые силой общественного мнения и часто продолжающие существовать и тогда, когда уже утратилось сознание их первоначального значения и смысла. С изменением условий быта и с распространением новых воззрений и понятий, старые О. мало-помалу приходят в упадок, перестают соблюдаться, видоизменяются или заменяются новыми. Во всяком случае, О. руководит всеми людьми, в большей или меньшей степени, на всех ступенях культуры, начиная с первобытной и кончая высшими; мы встречаемся с ним как у дикарей, так и в цивилизованных обществах. На низших стадиях культуры О. является регулятором жизни, умеряющим произвол отдельных лиц в интересах общины. "Давление со стороны общественного мнения, — замечает Тейлор, — принуждает людей действовать согласно О., который дает правила относительно того, что должно и чего не должно делать в большинстве случаев жизни. Исследователи диких стран иногда слишком смело заключали, что дикари живут без стеснений, следуя каждый своему собственному произволу. На самом деле жизнь у дикарей на каждом шагу скована цепями О.". Во многих случаях очевидно, что О. возник ради блага общества или того, что считалось благом. Например, в нецивилизованных странах вообще считается похвальным и даже необходимым оказывать гостеприимство всем проходящим, так как каждый знает, что когда-нибудь он сам может иметь в том нужду. У некоторых племен Австралии обычай запрещал молодым охотникам пользоваться известной дичью и лучшими частями крупных зверей, которые предоставлялись старикам. Нет сомнения, что это делалось для общего блага, потому что опытные старики, неспособные к тягостям охоты, могли приносить пользу племени в качестве хранителей народной мудрости и почетных советников. Однако, при суждении об "общем благе", необходимо иметь в виду соответственную стадию культуры и ближайшие потребности данных условий существования. У бродячих дикарей, например, еще и теперь существует местами обычай убивать стариков, неспособных следовать за племенем в его перекочевках и добывать себе пищу охотой. Предания доказывают, что О. этот был некогда значительно распространен, даже у предков народов, ставших впоследствии культурными. У дикарей убийство своих сограждан есть преступление, но по отношению к рабам, детям, дряхлым старикам оно теряет это значение, а по отношению к врагам, даже иноплеменникам вообще, является доблестным, хотя бы это были безоружные люди, женщины, дети. У многих дикарей считается позорным красть друг у друга или нарушать данное слово, но похищение чего-либо у чужих вызывает только похвалы, в особенности когда оно сопряжено с трудностями и опасностями. Весьма распространенный на низших стадиях культуры (а отчасти и на более высоких) О. кровной мести имел первоначально, по мнению Тейлора, известную разумность и пользу, так как удерживал людей от насилия на той ступени, когда еще не существовало особых судей и палачей. Многие О. менее культурных народов — например общее владение землей, раздел продуктов охоты или имущества после смерти, перекочевки (у скотоводов), левират (см.), побратимство, экзо— или эндогамия, организация каст, классов, цехов и т. д. — имели некогда важное значение и были существенно полезны, в том или ином отношении, для племени или его отдельных групп. Польза других обычаев не достаточно ясна, а некоторые даже прямо вредны, но утверждение их объясняется воображаемой их пользой или стоит в связи с общим мировоззрением и религиозными обычаями. Таковы, например, различные О. самоуродования и самоистязания, О. свадебные и погребальные, празднества, имеющие характер вакханалий и сатурналий, и т. п. С течением времени первоначальный смысл многих О. забывается или они получают иное значение, но, тем не менее, народ часто упорно их держится, чтя в них завет мудрой старины и проявление национальной самобытности. Изучение народных обычаев, часто являющихся пережитками отдаленного прошлого, представляет большой интерес как с точки зрения истории культуры и этнологии, так, отчасти, и в смысле практическом, для уяснения условий и нужд народного быта. См. Право обычное.

Д. А.

Обыщики

— псари, на которых, вместе с подвывалами, возлагается, в правильно организованной псовой охоте, обыск волков, т. е. разыскание, по расспросам местных жителей, мест, изобилующих волками, и проверка указанных волчьих гнезд. Во время отъезжих полей О. служат: в дороге — путеводителями обоза, а на квартире — поставщиками, как припасов для господской кухни, так и всего необходимого для псовой охоты.

Обь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обюссон

(Пьер d'Aubusson) — знаменитый гроссмейстер ордена иоаннитов, (1423 — 1503), из знатного французского рода. В молодости принимал участие в походах венгров против турок, затем в экспедиции дофина Людовика против швейцарцев (1444). Время поступления О. в орден иоаннитов в точности неизвестно, но уже в 1 457 г. он был послан гроссмейстером Яковом де Милли к Карлу VII, просить помощи против турок. В 1476 г. О. единодушно был избран в гроссмейстеры ордена. Предвидя, что турки не преминут напасть на остров Родос, О. принял искусные меры для защиты его. В 148 0 г. появился около острова турецкий флот, состоявший из 160 кораблей, с 100000 солдат; своими пушками турки пробили стены Родоса, но после многих бесплодных атак, потеряв много людей, принуждены были снять осаду. Блестящая защита Родоса, во время которой гроссмейстер выказал высокое мужество и блестящий стратегический талант произвела огромное впечатление во всем христианском мире. По смерти султана Магомета II (1481) произошли раздоры между его сыновьями Баязетом и Дьемом или Зизимом; последний, опасаясь козней со стороны Баязета, предался в руки О., который отправил его во Францию. Впоследствии О. вынужден был предать Зизима в руки папы Иннокентия VIII, за что был возведен в кардиналы. В последние годы жизни О. был занят приготовлениями к крестовому походу всей христианской Европы против турок, во главе которого он сам желал стать; но этот поход, которому на словах сочувствовали французские короли Карл VIII и Людовик XII, встретил неодолимые препятствия и не был осуществлен.

Обязательная воинская повинность

— противополагается добровольному поступлению на военную службу. См. Воинская повинность и Комплектование армии и флота.

Обязательная доля

— см. Право наследственное.

Обязательное обучение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обязательное страхование

— см. Страхование.

Обязательные постановления

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обязательственное право и обязательство

— см. Право обязательственное.

Овалы Кассини

— см. Кассинонда.

Овальное окно

— отверстие в наружном лабиринте внутреннего уха позвоночных, затянутое перепонкой и закрываемое еще слуховой косточкой. Рядом с ним (ниже его) лежит тоже затянутое перепонкой круглое окно. Первое (foramen ovale) по его отношению к частям внутреннего уха называется также foramen vestibularis, а второе (foramen rotundum) — foramen cochlearis. Оба появляются впервые у амфибий.

В. М. Ш.

Овампо или овамбо

(Ovambo) — народ племени Банту, в немецких владениях юго-западной Африки; занимает треугольник, ограниченный Кунене, Окавампо и 19° южной широты. Всех О. около 120000 человек, на 140700 кв. км. Они распадаются на 11 политически отдельных, но антропологически и этнографически очень близких между собою народцев. О. шоколадного цвета, узки в плечах и не мускулисты; лицо овальное, низкий лоб, скулы выдающиеся; редкая растительность на лице. Привыкнув к деспотическому правлению, они покорны народам, выше их стоящим, но горды и деспотичны с побежденными. Красть у них не считается зазорным, хотя пойманного на воровстве наказывают. В половых сношениях они стоят выше своих соседей. Чрезвычайно вежливы между собой и к иностранцам. Одежда мужчин состоит из кожаных поясов — фартуков, и сандалий. Постоянные их спутники — трубки, нюхательный табак и кинжал. Женщины одеваются наряднее, в одежды, сделанные из скорлупы страусовых яиц, с железными и медными украшениями. Головной убор — смолистый кружок, из-под которого висят веревки, сделанные из жил пальмовых листьев. Женщины тоже носят кинжалы. Оружие О. — луки, отравленные стрелы, железные копья и метательные дубинки — постепенно вытесняется огнестрельным оружием. Круглые низкие жилища их построены из кольев, покрытых глиной и навозом, и окружены изгородями и колючими растениями. Топоры, ножи, стрелы, горшки из глины, медные кольца приготовляются особыми племенами. Медь О. получают у бушменов. Главные продукты земледелия — кофе, просо, бобы, маис, маниок, бататы и земляные орехи. Скотоводство слабо развито, молочное хозяйство — тоже; небольшое стадо быков принадлежит лично королю. Встречаются козы, куры, очень редко овцы. Лошади — достояние богатых; собаки высоко ценятся, как лакомое блюдо, наравне с дикобразами и черепахами. Рыболовство; простые солеварни. Самая распространенная пища — каша из хлебных зерен; хмельной напиток готовится из кофейных зерен и из плодов Sclerocarya Schweinfurthiana. У О. три сословия: благородные (экуанакамба), жрецы (экуананиме) и простой народ. Из первых выходит род короля; вторые встречаются на севере страны; они в немилости у короля. О. верят в единое высшее существо, загробную жизнь, колдовство и т. д. Король имеет неограниченную власть над жизнью и имуществом подданных, но в особенно важных случаях обращается к определенному числу советников. Ср. Шинц, "Deutsch-S ü dwestafrika" (Ольденбург и Лейпциг, 1891).

Ованта

— местечко Вилькомирского уезда, Ковенской губернии, в 37 верстах от уездного города, при речке Виринте; одно из древнейших поселений в губернии, существовавшее, по преданию, еще во времена язычества. Жителей 179, дворов 25; костел, школа. Водяная мельница.

Овар

(Ovar) — город в Португалии, в 35 км. к югу от Опорто. Более 10 тыс. жителей занимающихся рыболовством. На небольших судах своих они добираются до отдаленных стран, выменивая свои продукты на произведения Африки и даже Америки.

Овари

(Леопольд Ovary) — венгерский ученый, род. в 1834 г.; издал документы о сношениях Венгрии с папами и итальянскими республиками.

Овариотомия

— см. Яичники.

Овариоцеле

— яичниковая грыжа. В грыжах (см.) находят иногда один или даже оба яичника (см.) вместе с соответственной Фаллопиевой трубой (см.), что является нередко последствием воспалительного процесса, при котором упомянутые органы склеились с кишечными петлями и были ими увлечены в грыжевой, всего чаще в паховой, затем в бедренный мешок. Такие случаи могут иметь место уже во время утробной жизни, отчего О. бывают иногда и прирожденные. Задержанные в грыжевом мешке яичники причиняют во время регул значительные расстройства и боли, что требует вправления их. Если оно не удается, то приходится иногда удалять их оперативным путем.

Овация

(Ovatio) — малый триумф (у греческих историков πεζός θρίαμβος, пеший триумф). О. отличалась от триумфа следующим: 1) полководцы вступали в Рим пешком (иногда верхом), а не на колеснице, как триумфаторы; 2) одеждой служила, вместе роскошно вышитой золотой тоги, простая магистратская toga praetexta; 3) венок, украшавший голову полководца при О., был миртовый, а не лавровый, как при триумфе; 4) полководец шел без скипетра, предшествуемый не трубачами, сенаторами и войсками, а флейтистами и толпой плебеев и всадников; 5) при жертвоприношении закалывался не вол, а овца. Устраивалась О. в честь победителя в bellum iustum, как и триумф (а позднее — и по поводу окончания междоусобных войн), когда нельзя было наградить победителя полным триумфом, то есть когда война была не кровопролитна, или военные действия не имели характера правильной войны, или война была не закончена (случай с Марцеллом при возвращении его из Сицилии), или велась против недостойного врага (случай с Перперной и Крассом, победителями в рабской войне). О. присуждалась только магистратам (исключения — в 200 и 196 гг. до Р. Х.), сенатским постановлением; полководец ожидал перед воротами столицы, пока сенат, собравшись в одном из храмов (обыкновенно — в храме Беллоны), не разрешал просимой почести.

Н. О.

Овен

(Aries) — зодиакальное созвездие, простирающееся по прямому восхождению от l h40m до 3 h20m, а по склонению от +5° до +30°. Заключает 57 звезд, видимых невооруженным глазом; три яркие звезды α, β и γ Arietis, соответственно 2, 3 и 4-й величин, расположены по слегка загнутой кривой, образуя фигуру, по которой это созвездие легко узнать на небе. Последняя из названных звезд (γ Arietis) двойная, разделяемая даже малыми зрительными трубами; хотя двойственность ее открыта еще Гуком в 1664 г., однако, относительное положение слагающих не изменилось поныне; обе звезды обладают значительным собственным движением. В созвездии О. лежала в начале нашей эры точка весеннего равноденствия, которая поэтому часто называется точкой О.; от действия прецессии эта точка перемещается, и в настоящее время находится в созвездии Рыб.

В. В. В.

Овенс

(Юриан Ovens, 1623 — 1678) — голландский живописец и гравер, ученик Рембрандта, писал портреты, а также исторические и жанровые картины, в которых весьма часто воспроизводил эффекты ночного освещения. Произведения О. отличаются мастерским письмом и умелой моделировкой, но несколько теряют от присущего им лиловатого колорита. Из них наиболее известны: "Заговор Клавдия" (в амстердамской ратуше), "Отъезд Товия" (в Генте), "Концерт" (в коллекции графа Гарраха, в Копенгагене). Из гравюр О. отметим: "Кита" (1659), портрет Каплера Кильмана и "Основание университета в Киле" (1666).

Овер

(Александр Иванович) — известный врач (1804 — 1864). Сын французского эмигранта, учился в московском университете, московской медико-хирургической академии и страсбургском университете; был профессором терапевтической клиники при Императорской московской медико-хирургической академии, а после закрытия академии — в московском университете, и, кроме того, главным врачом московской городской больницы, инспектором московских больниц гражданского ведомства и медицинским инспектором московских учреждений императрицы Марии. Главный его труд: "Selecta pratis medicochirurgicae" (M., 1847-1852). Как врач, О. оказал особую услугу своими трудами в холерные годы (1830, 1847-1849 и 1853 гг.). Придерживался он преимущественно взглядов французских медиков: Бруссе, Крювельса, Бульо и др.

Ср. "Биографический словарь профессоров московского университета" (т. II, М., 1855) и некролог в "Московских Ведомостях" (1864 г., № 286).

Овер-Дарвен

(Over-Darwen) — город в английском графстве Ланкашир; жителей (1891) 34192; шерстопрядильные фабрики, бумажное производство, обработка железа, каменноугольные копи.

Овербек, Иоганн Адольф

(Overbeck) — немецкий археолог, племянник знаменитого живописца О.; род. в 1826 г.; был профессором университета в Лейпциге и директором тамошнего археологического музея. Главные его сочинения: "Galerie heroischer Bildwerke der alten Kunst" (1851-1853, с атласом), "Kunstarchaeologische Vorlesungen" (1853), "Pompeji" (3 изд., 1875), "История древней пластики" (3 изд., 1879-80), "Die antiken Schriftquellen zur griechischen Kunstgeschichte" (1868) и "Griechische Kunstmythologie" (1871, с атласом).

Овербек, Иоганн Адольф (дополнение к статье)

(Overbeck) — немецкий археолог; умер в 1895 г.

Овербек, Иоганн Фридрих

(Overbeck) — знаменитый немецкий живописец; род. в 1789 г. в Любеке; в 1806 г. поступил в венскую академию художеств, где, однако, пробыл всего лишь до 1810 г., будучи оттуда исключен якобы "за неспособность", в действительности же по причине явно выражавшегося у него пренебрежения к царившему в академии классическому направлению. Расставшись с академией, О. и несколько его единомышленников (Пфорр, Зуттер и Фогель) поселились в Риме; где к ним примкнули и другие немецкие художники, а именно: Готтингер, Шефер, В. Шадов, братья Фейты и друг. Совершенно исключительное направление, которого держался в искусстве этот кружок живописцев, послужило причиной того, что им было дано прозвище "Назареев" (см.). В Риме О. все более и более вдавался в церковно-романтическое мировоззрение и даже перешел, равно как и его товарищи, в католичество (1813 г.). Это направление сказалось уже в первых самостоятельных композициях О., из которых наиболее замечателен исполненный для церкви св. Марии в Любеке образ, изображающий "Вход во Иерусалим". В 1816 г. О., вместе с Корнелиусом, Ф. Фейтом и Шадовым, написал для Каза Цуккари на Монте-Пинччьо, в Риме, фрески, воспроизводящие ряд сцен из жизни Иосифа. Собственно О. из этих фресок принадлежат: большая картина "Братья продают Иосифа в Египет" и люнет "Семь голодных лет". Эти работы доставили О. известность, и он был, в 1820 г., приглашен маркизом Массими расписать стены и потолок одной из комнат в принадлежащей маркизу загородной вилле иллюстрациями Т. Тассо, а именно сценами из "Освобожденного Иерyсалима". К тому же 1820 г. относится большая масляная картина О., "Италия и Германия", находящаяся в настоящее время в мюнхенской пинакотеке. Со времени окончания работ в вилле Массими, О. посвятил себя почти исключительно церковной живописи и лишь изредка обращался к другим задачам. Из его религиозных произведений этой эпохи весьма интересна, между прочим, стенная живопись, изображающая "Чудо св. Франциска с розами", исполненная в 1829 г. по заказу для церкви S. Maria degli Angeli, в Ассизи. Из наиболее замечательных композиций О. эпохи до 1840 г., следует отметить: "Моисея у колодца" (в Англии, гравирована Грунером), "Взятие Илии на небо" (гравирована Кохом), исполненную совершенно в духе Рафаэля Мадонну (в новой пинакотеке в Мюнхене, гравирована Фельзингом), "Смерть Иосифа" (в базельском музее), "Венчание пресвятой Девы" (в кельнском соборе) и Piet à в церкви св. Марии, в Любеке. Наиболее же ярко выразились художественные тенденции О. в исполненной им в 1840 г. весьма сложной картине: "Триумф религии в искусствах" (во Франкфурте, гравирована Амслером). О. особенно высоко стоит как рисовальщик; в этой области он отличался гениальностью композиции и глубоким пониманием красоты, основанным на долгом и тщательном изучении творений Рафаэля. Из рисунков О. должны быть поставлены на первый план: евангелисты и апостолы (гравирована Батроччини и Келлером), сцены из Страстей Христовых, многочисленные композиции на библейские темы и 40 листов иллюстраций к Евангелию (в коллекции Ф. Лотцбека в замке Вейгерн, близ Мюнхена; гравированы Батроччини, Келлером и мн. др.). К последнему периоду художественной деятельности О. относится большое число эскизов-фресок для церквей Рима и Диаковара, а также знаменитые картоны, изображающие ряд сцен мистического характера на тему "Семь Таинств" (1861 г., собственность семейства Гофман, в Висбадене; повторение этих картонов в меньшем размере — в национальной галерее в Берлине). О. умер в 1869 г. в Риме, где состоял членом академии св. Луки.

Овербек, немецкий богослов

(J. J. Overbeck) — современный богослов, немец по национальности, но живущий в Англии, сторонник православной восточной церкви. В 1867 г. О. издал "Взгляд на католическое православие сравнительно с папством и протестантством" (русские переводчики (Вильно, 1867 г.) дали сочинению заглавие: "С Востока свет" — Ex oriente lux), в 1868 г. — "Православная католическая церковь. Протест против папства и приглашение к основанию католических национальных церквей", в 1869 г. — "Благопромыслительное положение православной России и ее призвание к восстановлению православной католической церкви на Западе". В том же году О. представил в русский святейший синод проект "православной литургии западного обряда", первоначально предназначенной для новообразовавшейся общины православных в Англии; это должно было послужить первым шагом к образованию "национальных православных церквей Запада", отличных от церкви восточной лишь обрядами, при полном тожестве в учении догматическом. Проект О. не имел успеха, был задержан в патриархии константинопольской. Позднейшие сочинения О.: "Единственный верный исход для либеральных членов римско-католической церкви" (1870), "Воззвание к клиру и мирянам римско-католикам о восстановлении западной церкви в древней чистоте" (1871), "Бесспорные преимущества православной церкви перед всеми другими" (1882). Все эти сочинения О. имеются в русском переводе (в "Христианском Чтении" и в "Чтениях общества любителей духовного просвещения").

Н. Б-в.

Овербек, немецкий богослов (дополнение к статье)

(J. J. Overbeck) — немецкий богослов; умер в 1905 г.

Овербек, Франц

(Overbeck) — протестантский богослов, род. в СПб. в 1837 г., изучал богословие в Лейпциге и Геттингене, с 1872 г. профессор богословия в Базеле. Главные его труды "Ueber die Christlichkeit unserer heutigen Teologie" (Лейпциг, 1873), "Studien zur Geschichte der alten Kirche" (Хемн., 1875, вып. I), "Ueber die Auffassung des Streits des Paulus mit Petr us in Antiochien bei den Kirchenvä tern" (Базель, 1877), "Zur Geschichte des Kanons" (Хемн., 1880), "Die Anf ä nge der Kirchengeschichtschreibung" (Базель, 1893).

Овербек, Христиан Адольф

(Overbeck) — немецкий поэт (1755 — 1821); занимал разные должности в родном своем городе, Любеке. Известен песнями, из которых многие стали народными. Сборники их: "Fritzchens Lieder" (1781); "Lieder und Ges änge" (1781), "Lehrgedichte und Lieder" (1786), "Vermischte Gedichte" (1794), "Anakreon und Sappho übersetzt" (1800).

Оверберг

(Бернард Overberg, 1754—1826) — католический священник и педагог; был руководителем образцовой школы в Мюнстере. Образцовая для своего времени "Allgemeine Schulverordnung f ür das Mü nsterland", изданная в 1801 г., была, главным образом, трудом О. Его "Anweisung zum Schulunterricht" (Мюнстер, 1793 и чаще; новое издание Ганзена, Падерб., 1894) является пособием, которым пользуются еще и в настоящее время. Новое издание его произведения: "Von der Schulzucht" появилось в Лейпциге в 1894 г.

Овербэри

(Томас Overbury) — английский поэт и моралист, жертва придворной интриги в эпоху Иакова I, (1581 — 1613). Окончив курс в оксфордском университете и пробыв два года в юридическом институте Middle Temple в Лондоне, он посетил Францию и Нидерланды и составил описание состояния нидерландских провинций в 1609 г. Поселясь в Лондоне, О. попал в сферу притяжения двора. Это был тип придворного кавалера: он был красив, храбр, образован, одинаково мастерски владел пером и шпагой и мог рассчитывать на блестящую карьеру, тем более, что в это время стал входить в большую силу его друг и школьный товарищ Роберт Карр, по мере возвышения которого возвышался и О. По этому поводу друг О., Бен Джонсон, написал стихи, в которых поздравлял друга с успехом и радовался, что вместе с ним водворятся при дворе наука и гуманность. Когда Карр влюбился в жену лорда Эссекса, и она развелась с мужем, чтобы выйти за Kappa, О., бывший невысокого мнения о леди Эссекс, счел долгом предостеречь друга от этого ложного шага и доказывал Карру, что женщина, решившаяся бросить мужа, устроив ему скандальный процесс, не задумается поступить точно также и со своим вторым мужем. Вместе с тем О. написал и послал Карру небольшую поэму под заглавием: "Жена" (A Wife), в которой нарисовал мало похожий на леди Эссекс идеальный образ жены. Леди Эссекс, чтобы удалить О., упросила Kappa посоветовать королю дать О. дипломатическое поручение во Францию. Догадавшись, в чем дело, О. отказался исполнить приказание короля, который за ослушание велел посадить его в Тауэр. Говорили, что Карр не только не ходатайствовал за своего друга перед королем, но даже способствовал такому обороту дела. О. содержали в Тауэре как важного государственного преступника; письма его перехватывались; никого, даже родного отца, не допускали к нему. Через несколько месяцев он погиб, отравленный агентами леди Эссекс. Кончина О. сильно взволновала общественное мнение в Англии. Никто не верил, чтобы он умер естественной смертью; все искренно жалели благородного юношу, погибшего жертвой бескорыстной преданности к недостойному другу. Поэты посвятили его памяти множество стихотворений; его поэма "Жена", вышедшая в свет в 1614 г., выдержала в один год пять изданий и вызвала несколько подражаний. Несмотря на всю силу K a ppa при дворе, и там начались толки, приведшие к назначению следствия: герцог Сомерсет (Карр), его жена и их агенты были признаны виновными в отравлении О. Двух первых король помиловал, а их сообщники были казнены. Кроме поэмы "Wife", от О. остался небольшой сборник нравственных афоризмов: "Крошки, падавшие со стола короля Иакова" (Crumbs fal'n from King James's Table) и книга "Характеров" (Characters), которая были приложена к одному из изданий "Wife" и имела большой успех. Первое из этих сочинений было написано в подражание "Опытам" Бакона; во втором образцом для О. послужили "Характеристики" Теофраста. С большой наблюдательностью и мастерством характеристики, О. выводит целый ряд современных ему типов: иезуита, пуританина, путешественника, придворного, модную барыню и др., которые, помимо своего литературного достоинства, весьма интересны в культурном отношении, бросая много света на нравы тогдашней эпохи.

См.: "A true and historical Relation of the Poisoning of Sir Thomas Overbury" (Л., 1651); Brydges, "Memoirs of Peers, during the reign of James I". Сочинения О. ("The Miscellaneous works in prose and verse of Sir Thomas Overbury") изданы в Лондоне, в 1856 г.

H. Стороженко.

Овервег

(Адольф Overweg) — немецкий путешественник (1822-1852). В 1850 г. сопровождал Ричардсона и Барта в их экспедиции внутрь Африки, производил определения широт, делал метеорологические и геологические наблюдения, измерял высоту местности, благодаря чему выяснилось, что Сахара — не низменная равнина, как думали раньше, а довольно высокое плоскогорье. Первый из европейцев посетил языческие страны Гобер и Мариади; объехал озеро Чад на лодке, которую для этого взял из Триполи. Совершив с Бартом путешествие в Канем и Мусгу, он один отправился из Куки в Фику и исследовал Комадугу — реку, впадающую с западной стороны в озеро Чад, от Иo до Дучи. Умер в Мадуари, у озера Чад.

Овериссель

или Оверэйссель (Overyssel) — нидерландская провинция. 3345 кв. км., 302508 жителей (90 человек на 1 кв. км.); скотоводство, пчеловодство, земледелие, разработка торфа, ткацкие и бумагопрядильные фабрики, кирпичные заводы. Главный город — Цволле.

Овернь, провинция во Франции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Овернь, Пьер

(Pierre d'Auvergne; по-провансальски Peires d'Alvernhe) — овернский трубадур; жил приблизительно между 1150 и 1200 гг. Считался одним из первых трубадуров юга Франции; слава его уступала только славе Жиро де Борнейль. Данте цитирует несколько раз произведения О.; Петрарка также упоминает о нем в своем "Trionfo d'Amore". Сохранилось около 25 лирических произведений О.

См. "Choix de po é sies originales des troubadours", изданный Raynouard.

Оверскоу

(T omas Overskov) — датский писатель-драматург и историк, (1798 — 1873), самоучка из народа; сначала был актером. Особенным успехом пользовались, из его многочисленных бытовых пьес, комедии "Capriciosa" и "Pak". В 1854 г. О. взялся за "Историю датского театра" и успел до своей смерти выпустить 5 томов. После него осталась интересная автобиография.

Оверстон

(Самюэль Джон Ллойд Overstone, баронет, потом лорд) -английский финансист, (1796—1883), был талантливым пионером банковской реформы Пиля (см. Банки). Его сочинения ("Tracts and other publications on metalic and paper currency" Л, 1858) устанавливают основные положения так называемой теории денежного обращения.

Овершье

— слой сена и соломы, служивший покрышкой скирд снопового хлеба или сенных стогов и, вследствие продолжительного выщелачивания дождями и снегом, потерявший часть своего кормового достоинства.

Овес

Статья большая, находится на отдельной странице.

Овечьи ворота

— в восточной стене Иерусалима, близ древних башен Меа и Хананела (Неем., XII, 39), на север от мечети Омара или древнего местоположения храма Соломонова; на юг от них Овчая купальня или Вифезда. Ворота эти во времена Неемии были возобновлены священниками (Неем., III, 1); называются овечьими потому, что здесь искони гоняли овец в город, частью на городской рынок, частью для жертвоприношений; бедуины доселе прогоняют через эти ворота овец в город для продажи. В настоящее время ворота эти называются Гефсиманскими, или св. Девы Марии, или св. первомученика Стефана. См. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (СПб., 1883, стр. 83).

Овид

— сын Вооза вифлеемлянина, от Руфи, моавитянки, отец Иессея, отца Давидова. Он входит в родословную Спасителя (Матф., I, 5; Луки, III, 32). См. кн. Руфь IV, 17, 21, 22; 1 Парал., II, 12.

Овидий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Овидиополь

— заштатный город Одесского уезда Херсонской губернии, при речке Барабое и Днестровском лимане. Православная церковь, еврейский молитвенный дом, 2 начальных городских училища, церковно-приходская школа. Врач, фельдшер и акушерка. Вольная аптека. Сберегательная касса при почтово-телеграфном отделении. Пароходное сообщение с городом Аккерманом. Паровая мельница (производство на 1360 руб.), 17 ветряных мельниц (на 10460 руб.), 2 кирпичных завода (на 960 руб.), 1 гончарный (на 325 руб.), 13 кузниц (на 8670 руб.), 1 столярная мастерская (на 342 руб.), 1 колесная мастерская (на 935 руб.), 1 бондарная (на 280 руб.). 47 лавок, 6 винных погребов, 6 трактиров, ежедневные базары. К 1 января 1896 г. жителей 4128 (2016 мужчин и 2112 женщин): дворян 112, духовного звания 12, почетных граждан и купцов 216, мещан 3073, военного сословия 234, крестьян 465, прочих сословий 16; православных 3636, раскольников 32, католиков 115, протестантов 1 9, евреев 268, прочих исповеданий 58. Городские доходы 35883 руб., расходы 35910 руб. (1895), в том числе на городское управление 5475 руб., на народное образование 2482 руб., на врачебную часть 1500 руб. Городской земли 6438 десятин. Упрощенное городское управление. Прежде предполагали, что на месте нынешнего О. стояли Томы, место ссылки Овидия; теперь склоняются к мнению, что там был в древности город Никониум. Во время турецкого владычества здесь находилось укрепление Хаджи-дере или Аджи-дере. В 1789 г. оно было взято русскими и по ясскому договору (1791) поступило во владение России. Именем О. это укрепление, вновь отстроенное, было названо в 1793 г. В 1795 г. О. был приписан к Тираспольскому округу Вознесенского наместничества, в следующем году вошел в состав Новороссийской губернии, с 1806 г. — безуездный город Херсонской губернии.

Овин

— сельскохозяйственная единица. В 1555 году было "десять О. жита, а умолоту по пяти четвертей с О... двадцать О. пшеницы, а умолоту по три четверти с О.". В 1667 году "ужато ржи 120 сотниц, а молочено тое ржи 40 О., садили на О. по 3 сотницы, а с О. молотили по 3 осмины"; иногда же "на О. садили по полчетверты сотницы, а молотили с О. по четыре четверти с осминою". Впрочем, при одинаковой садке умолот был различный; так с трех сотниц умолочено 2 чети и 3 полуосмицы, а с двух сотниц 2 четверти, и даже, когда в одно и то же время садили на О. по три сотницы, умолот был неодинаков: "с 16 О. молочено по 2 четверти, а с 24 О. по три осмины". Тут либо сотницы были неравны, а потому неравны и О., либо разница была в доброте хлеба.

Овинник

(жен. род овинничиха) — особый дух, обитающий в овинах (поверье крестьян Архангельской губернии.).

Овины и риги

— см. Зерносушильня. Кроме описанных в этой последней статье О. и риг (например — урегулирование температуры, см. "Земл. Газета" 1896 г., № 14), в настоящее время в различных хозяйствах можно встретить усовершенствованные сушилки. Такова "снопосушилка-рига Кшиштафовича", в которой сухой горячий воздух поступает не снизу, как в обыкновенных ригах, а сверху. В обыкновенных, поднимающийся вверх горячий воздух, встретив на своем пути прежде всего колосья поставленных на колосники снопов и отняв у них влагу, поднимается выше в более сырые гузовки, причем часто случается запаривание хлебов, происходящее от обращения паров в воду, стекающую на колосья. Если же сухой воздух поступает сверху, то сгущенные пары, по мере обсушивания хлебов в направлении сверху вниз, постепенно стекают на пол. К тому же рига эта сушит зерно крайне равномерно, так как воздух "равномерно надавливается и опускается книзу по всей площади и правильно распределяется горизонтальными слоями", а не стремится, как это бывает в простых ригах, в промежутки между снопами, служащие как бы вытяжными трубами, хорошо высушивая только слабо посаженные снопы. См. чертеж и описания в "Отчете международной выставки машин, приборов и снарядов для очистки, сортировки и сушки семян, в 1894 г." (изд. Императорского Вольного экономического общнства) и в ст. "Новый универсальный овин", H. Ф. Румянцева ("Хозяин", 1896, № 24).

Овицелла

(ovicella) — особь в колонии мшанок (см.), видоизмененная в выводковую камеру. Обыкновенно под этим именем понимают как настоящие О., так и оэции (см.). Настоящие О. сидят в ряду прочих особей колонии, но отличаются от них большей величиной и формой (являются вздутыми), а равно не имеют ни рта, ни заднего прохода, ни щупалец, а внутренние органы сведены к рудиментарной клеточной массе, но имеют на вершине своей отверстие, а на стенке О. назревают яйца, дающие начало личинкам, которые и выходят через означенное отверстие. Эти О. встречаются в группе Cyclostomidae.

В. М. Ш.

Овод

— см. Сатирические журналы 1904—1906 гг.

Оводы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Овоскоп

— прибор для определения свежести яиц и пригодности их для насиживания. В простейшем виде О. представляет подставку для более удобного рассматривания яиц на свет лампы или солнца. Лучший из О. (Арну) состоит из бензиновой лампы, горелка которой вставлена в жестяной или медный цилиндр. Одно дно цилиндра отъемное, снабжено овальной прорезью, соответственно форме яйца; под прорезью помещена чашечка, в которую, носком вниз, ставится яйцо. При рассматривании на свет лампы, внутренность свежего яйца представляется одинаково светлой, без теней; пуга у него маленькая (пуга — пустая сводообразная камера в яйце, наполненная воздухом), окаймлена темным кружком у основания. Яйцо со значительной пугой и кружком полупрозрачным, не отчетливо очерченным, признается полежавшим и сомнительным. Приметы эти, впрочем, имеют только некоторое основание; безусловно верно, что если не видно вовсе кружка, то яйцо не оплодотворено.

Г. К.

Овощи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Овраг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Овражек

— см. Суслик.

Овруч

Статья большая, находится на отдельной странице.

Овсень

см. Авсень.

Овсянико-Куликовский

(Дмитрий Николаевич) — историк культуры и критик. Родился в помещичьей семье Таврической губернии в 1853 г., учился в симферопольской гимназии и новороссийском университете. Пробыв 5 лет за границей, защитил в московском университете pro venia legendi этюд: "Разбор ведийского мифа о соколе, принесшем цветок Сомы" (М., 1882) и стал приват-доцентом в новороссийском университете. В 1885 г. защитил в Харькове диссертацию на магистра: "Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности. Часть 1. Культ божества Soma в древней Индии в эпоху вед" (Одесса, 1884). В 1887 г. защитил в новороссийском университете диссертацию на степень доктора "К истории культа огня у индусов в эпоху вед" (Одесса, 1887; излож. по франц. в "Revue de l'histoire des religions", 1889, под загл. "Les trois feux sacr é s du Rig-Veda"). В том же году назначен профессором в казанский университет; в 1888 г. переведен в харьковский университет, где преподает сравнительную грамматику индоевропейских языков и санскрит. Состоит редактором "Записок Императорского Харьковского Университета". Кроме названных выше, О.-Куликовскому принадлежат еще следующие труды: "К вопросу о "быке" в религиозных представлениях древнего Востока" (Одесса, 1885), "Ведийские этюды. Indra-vi ç vacarsani" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1891, № 3), "Религия индусов в эпоху вед" ("Вестник Европы", 1892, апрель-май), "Ведийские этюды. Сыны Адити" ("Ж. М. Н. Пр.", 1892, № 12), "Зачатки философского сознания у древних индусов" ("Русское Богатство", 1884), "Очерки истории мысли" ("Вопросы Философии и Психологии", 1889 и 1890), "Лингвистика, как наука" ("Русская Мысль", 1888), "Потебня, как языковед-мыслитель" ("Киев. Старина", 1893), "Язык и искусство" (СПб., 1895, брошюра), "Очерки науки о языке" ("Русс. Мысль", 1896, декабрь), "Из синтаксических наблюдений. К вопросу об употреблении индикатива в ведийском санскрите" (сборник "Χαριστηρια", изданный в честь профессора О. Е. Корша, Москва, 1896), "Синтаксические наблюдения. К вопросу о составном сказуемом" (печатается в "Журнале Мин. Народного Просвещения") "Культурные пионеры" ("Слово", 1878 и 1880), "Самоубийцы и Нирвана" ("Слово", 1880), "Провинциальная печать" ("Слово ", 1831), "Секта людей божиих" ("Слово", 1880), "Тургенев и Толстой" ("Сев. Вестник", 1894 -97). Статьи о Тургеневе изданы отдельно: "Этюды о творчестве И. С. Тургенева" (Харьков, 1896). Книга о творчестве И. С. Тургенева, прекрасно написанная, стоящая на эволюционной точке зрения, является одной из первых попыток в нашей литературе научной критики. Лучшие ее страницы посвящены оценке тургеневского пессимизма, выразившегося в "Довольно". В брошюре о языке и искусстве О.-Куликовский делает попытку популяризировать современные общие положения лингвистики об участии языка в подготовке понятий, о значении и роли в языке художественного образа и внешней формы. Обширная статья об А. А. Потебне, как языковеде-мыслителе, представляет талантливую популяризацию и свод основных положений знаменитого ученого. Филологические труды А. А. Потебни, по содержанию и изложению, принадлежат к числу книг, трудно читаемых и мало доступных; ясное и систематическое изложение основных их положений в передаче О.-Куликовским делает его брошюру весьма полезной.

Н. Сумцов.

Овсяница

(Festuca L.) — род растений из семейства злаков. Это — однолетние, двулетние или чаще многолетние травы, развивающие кисти или метелки, состоящие из двух или многоцветковых, большей частью ланцетных колосков. От близкого рода мятлика (Poa) О. отличается тем, что нижняя цветковая чешуйка у нее округлая на спинке, тогда как у мятлика она с килем; на верхушке чешуйки у многих видов находится более или менее длинная ость; завязь большей частью гладкая, столбики выходят из ее верхушки. Плод — удлиненная зерновка, с бороздкой на внутренней стороне; часто зерновка срастается с цветковой чешуей. Всех видов О. насчитывается до 80; они встречаются во всех странах, некоторые преимущественно в гористых местностях. В Европейской России встречается около 12 видов, из них наиболее обыкновенны следующие: 1) F. ovina L., овечья трава, типец, тонконог и 2) F. rubra L., красная овсяница; у этих двух видов все листья, или, по крайней мере, прикорневые и у нецветущих побегов щетиновидные, вдоль сложенные, у F. rubra развиваются ползучие побеги, а у F. ovina побегов нет, но стебли растут густым дерном. Ости у обоих видов короткие. F. ovina растет по сухим лугам, выгонам, на открытых местах, пригорках, особенно обильно в степях, а потому многими считается характерной степной травой, хотя растет еще на Новой Земле и повсюду в Западной Европе, даже в горных странах. F. rubra растет в лесах, кустарниках, по опушке лесов, редко на лугах. Оба вида многолетни. 3) F. gigantea Will., исполинская О., 4) F. elatior L. (F. pratensis Huds), высокая или луговая О. Эти два вида отличаются от первых двух своими плоскими, линейными или ланцетно-линейными листьями; у F. gigantea ости вдвое длиннее чешуек, у F. elatior остей или вовсе нет, или они очень коротки. F. gigantea растет по лесам, F. elatior — по лугам, полянам. Оба вида многолетни. В сельскохозяйственном отношении см. Кормовые травы.

C. Р.

Овсянка

(Leucaspius delineatus) — см. Верховка.

Овсянки

(Emberiza) — род певчих птиц (Oscines) из группы конусоклювых (Conirostres), семейства вьюрковых (Fringillidae) или, по другим, особого семейства овсянковых (Emberizidae), которое отличается от вьюрковых собственно тем, что края клюва при закрытом клюве посередине не соприкасаются и угол при основании нижней челюсти хорошо развит. К семейству овсянковых относятся, кроме О., из наших птиц — подорожники (см.). У О. (Emberiza) верхняя половинка клюва уже нижней, клюв короткий и толстый (но длиннее и тоньше, чем у подорожников), крылья средней величины, из маховых 3 первых приблизительно одинаковы, четвертое немного короче; коготь заднего пальца сильно согнут и короче пальца (отличие от подорожников). О. мелкие птицы, водящиеся в палеарктической области (см. Географическое распространение животных); они держатся преимущественно в кустарниках и по опушкам, по земле движутся прыжками, гнездятся низко над землей или на земле. Пища их состоит летом преимущественно из насекомых, которыми выкармливаются и птенцы, осенью и зимой — из семян. Пение их очень простое и несовершенное. В фауне Европейской России вместе с Кавказом насчитывается до 15 видов О. Собственно овсяночка (Е. citrinella L.) сверху рыжеватого цвета с темными пятнами, голова, шея и нижняя сторона желтого, у самца летом с немногими буроватыми пятнами и грязно-оливковым зобом, надхвостье ржавого цвета, два наружных рулевых с большим белым пятном на внутренней бородке, клюв голубоватый, ноги красновато-желтые. Окраска самки более грязная и пятна гораздо многочисленнее; после осеннего линяния — концы желтых перьев и у самца получают бурые пятна; длина 17 см., хвост 7 см. О. в качестве гнездящейся птицы водятся в большой части Европы (до 70° сев. шир. в Скандинавии и 68° в Лапландии), на Кавказе и в западной Азии до водораздела Оби и Енисея и Алтая; в южной Европе, Малой Азии и в большей части южной России появляется лишь зимой; в северной части области гнездования О. перелетная, южнее оседла или кочует. О. держится преимущественно в кустарниках и по опушкам, любит селиться в возделанных местах; гнездится низко над землей или на земле, делая гнездо из сухих растительных веществ и выстилая его конским волосом; выводит птенцов по большей части два раза в лето. Первая кладка (из 5-6 яиц) в средней России в мае, вторая (из 3-5) в июне; яйца фиолетово-белые с фиолетово-бурыми и серыми пятнами и черточками. После вывода птенцов О. собираются в стаи и начинают кочевать, приближаясь часто к населенным местам. Садовая, ортолан (Е. hortulana L.) длиной 16 см., хвост 7 см. У самца голова, задние и боковые части шеи, нижняя часть зоба и часть груди желтовато-серого цвета, гордо, зоб, полоски у клюва желтые, преобладающая окраска верхней стороны ржавая с черно-бурыми серединами перьев, нижняя сторона ржавого цвета, на двух крайних рулевых белые пятна, клюв и ноги красные. Цвета самки бледнее и буроватее с бурыми пятнами, выводит птенцов в большей части западной Европы, в Европейской России преимущественно в южной половине, также в западной Сибири до Алтая, реже в северной Африке, западной Азии и Туркестане. Гнездится всегда на земле. Выводит птенцов 1 или 2 раза, прилетает в Россию в апреле. Просянка (Е. mirialia L.) сверху преобладающего серо-буроватого цвета с черно-бурыми пятнами, снизу серовато-белого с темно-бурыми; без белых пятен на хвосте; окраска обоих полов сходна; клюв несколько изогнут; длина 19 см., хвост 7 см. Гнездится в большей части западной Европы на севере до южной Скандинавии, в южной и юго-западной части Европейской России, Закаспийской области, Туркестане, северо-западной Африке. Держится на открытых местах, полях и лугах, поросших редкими кустами, гнезда делает на земле, птенцов выводит 2 раза. В западной Европе ее в значительном количестве ловят сетями или бьют из ружей. Подобно садовой О., просянка постепенно все более и более распространяется в западной Европе. Камышовая О., болотный воробей, тростниковый воробей (Е. schoeniclus L.) сверху рыже-бурого цвета с желтоватыми краями перьев, снизу беловатого с темными продольными черточками, надхвостье серое с темными пятнами, 2 наружных рулевых с белыми пятнами; у самца верхняя часть головы, щеки и передняя часть шеи черные, у самки бурые с белым горлом. Длина 23 см., хвост 5,5 см. Водится в качестве гнездящейся птицы почти во всей Европейской России кроме тундры вне пределов лесной растительности, в западной Сибири (до Енисея) и в большой части западной Европы. В Африке, Малой Азии, Закавказье и Туркестане по большой части лишь зимует. Держится около воды в камышовых, тростниковых и кустарных зарослях. Гнездится на земле или низко над землей; в южной России выводит птенцов 2 раза, в средней России 1 раз. Прилетает в центральную Россию в начале апреля.

Н. Кн.

Овсянкина мыс

— Приморской области, Южно-Уссурийского округа, на побережье северного Японского моря, недалеко от входа в бухту св. Преображения с восточной стороны. Мыс значительно выдается в море и окружен мелью.

Овсянников, Евграф Михайлович

— духовный писатель, священник. Его главные труды: "Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и его борьба с римско-католической пропагандой на Востоке" (Новочеркасск, 1903); "О смысле и значении церковной анафемы" (ib., 1902); "Из жизни донской беглопоповщины" (СПб., 1905).

Овсянников, Филипп Васильевич

— физиолог и гистолог; род. в С.-Петербурге в 1827 г., учился в Петропавловской школе, в 1848 г. поступил в дерптский университет по камеральному разряду; в 1849 г. перешел на медицинский факультет, курс которого и окончил в 1853 г. со степенью доктора медицины и в 1854 г. защитил диссертацию. В этом же году поступил младшим сверхкомплектным ординатором во 2-ой сухопутный госпиталь, а затем прикомандирован к главному придворному госпиталю. В 1856 г. О. был командирован министерством внутренних дел в Саратов и Астрахань для исследования рыболовства на Волге и на Каспийском море, а также для исследования рыбьего яда. Осенью 1858 г. поступил в казанский университет ординарным профессором физиологии и общей патологии. В 1860 г., по поручению казанского университета, ездил за границу для осмотра физиологических лабораторий. В 1862 г. О. избран адъюнктом академии наук, в 1863 г. в экстраординарные академики, в 1864 г. — в ординарные. В 1863 г. О. поступил ординарным профессором физиологии и анатомии в спб. университет, позднее читал анатомию, гистологию и эмбриологию, а с 1886 г. — исключительно эмбриологию; в 1892 г. О. оставил спб. университет. О. неоднократно совершал поездки за границу работая в лабораториях и на Неаполитанской зоологической станции. Состоит членом многих ученых обществ, получил малую золотую медаль от Императорского Вольного экономического общества, за рыбоводство и разведение стерлядей медаль 1-го класса, от общества акклиматизации в Париже, серебряную медаль — на выставке рыболовства и рыбоводства в Берлине и такую же медаль на выставке в Лондоне. Работы О. посвящены преимущественно гистологии (как позвоночных, так и других типов) — "Disquisitiones imprimis microscopicae de med ullae spinalis textura imprimis in piscibus factitatae" (1854), "Mikrocopische Untersuchungen über die Nervenursprü nge im Gehirn" ("Bull. phys.-math.", т. IV, "M é langes biolog.", т. II) и мн. другие. Часть работ посвящена эмбриологии — "Die Entwicklungsgesc hichte der Stö re" (вместе с Ковалевским и Вагнером, 1870), "История развития речной миноги" ("Труды 2-го Съезда Русских Естествоиспытателей") и др. Значительная часть работ содержания физиологического: "Ueber den Stillstand des Athmungsprocesses w ährend der Expirationsphase" ("Virchow's Archiv fü r pathol. Anatom. und Physiolog.", т. XVIII), "Ueber den Einfluss der reflectorischen Th ätigkeit der Gefä ssnervencentra" (вместе с Чиреевым, "Bull. de l'Ac. d. sc. de St. Petersb.", т. VIII) и др. Наконец, ряд статей посвящен искусственному разведению рыб и рыболовству — "Искусственное разведение стерлядей" ("Труды 2-го съезда Русских Естествоиспытателей"), "О рыболовстве на Волге" ("Журн. Министерства Внутренних Дел") и др.

Н. Кн.

Овуляция

— процесс выхождения из созревших Граафовых пузырьков одного или нескольких яиц. Совершается это у женщин в период менструации, когда усиленный прилив крови к яичнику увеличивает массу жидкости, содержащейся в фолликуле; от усиленного напора этой жидкости на стенки фолликулы последний лопается и освобождает заключенное в нем женское яйцо. Вытолкнутое из Граафова пузырька яйцо поступает в прилегающую в это время к яичнику фаллопиеву трубу и направляется постепенно к матке.

Овцебык

(Ovibos) — см. Мускусный овцебык.

Овцы, бараны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Овцын

(Дмитрий Леонтьевич) — капитан 2-го ранга, исследователь севера; в службу вступил в 1726 г.; участвовал в экспедиции 1732 г., для описи северного берега России; в 1731 г. вошел в состав экспедиции, имевшей целью отыскать проход по морю из Оби в Енисей; в 1737 г. достиг устья Енисея и поднялся до Туруханска. Отправившись в 1738 г. с отчетом о своих изысканиях в СПб., он был арестован и предан суду за дружеское обращение с ссыльным в Березове князем Долгоруковым. Разжалованный в матросы, участвовал в экспедиции Беринга (см.), в 1741 г. получил снова чин лейтенанта и затем до 1757 г. командовал судами в Балтийском море. За время плавания у северных берегов Сибири произвел подробную опись Обской губы, от Обдорска вдоль восточного берега, всей Тазовской губы и Енисейского залива от мыса Овцына до мыса Зверева.

В. Р-в.

Овцыны

— дворянский род, отрасль князей Муромских. Брат святого князя Петра Муромского, князь Василий, имел внука Владимира Даниловича, прозванного "Красный Снабдя", который был боярином у Дмитрия Донского. Его сын Дмитрий, прозванный Овца, был родоначальником О. Василий большой Иванович О. был воеводой в Великих Луках (1519). Иван Федорович О. был дядькой царевича (впоследствии царя) Федора Ивановича. Стольник Григорий Семенович был воеводой в Курске (1602). Савва Тимофеевич О. был воеводой в Самаре (1650-51). В XVII в. многие О. были стольниками и стряпчими. Род О. внесен в VI и II части родословной книги Владимирской, Воронежской, Казанской, Новгородской и С.-Петербургской губерний.

В. Р.

Овчарки

— несколько самостоятельных пород брудастых пастушьих собак, сохранившихся в наиболее чистом виде лишь у некоторых кочевых народов; к О. принадлежат: азиатские малоисследованные породы и южнорусская О. От последней происходят, вероятно, венгерские и немецкие брудастые О., куцые английские О. (bobtail) и, наконец, французская О. — chien de Brie. Все вообще О. отличаются умственными способностями; главная обязанность их — помогать пастухам и удерживать овец, а иногда и крупный скот, на определенном., предназначенном для пастбища, участке: О. постоянно бегают вокруг стада и, по приказанию пастуха, загоняют овец, перешедших назначенную границу; то же они делают при прохождении стада по узкой дороге среди пашни. Благодаря большой силе, О. оберегают стада и от нападений волков, с которыми смело вступают в драку. Признаки русской О. заключаются в огромном росте (до 18 вершков), удлиненном вальковатом туловище, круглой морде, густо обросшей длинной шерстью, небольших, с висящими кончиками, ушах, почти совершенно прикрытых шерстью; псовина (шерсть) на всем теле имеет большое сходство с овечьим руном и обладает свойством сваливаться войлоком; масть, преимущественно белая, также грязно-серая и серо-пегая. Русские О. крайне злобны и чутки.

См. "Русская О." ("Охотничья Газета", 1895, №№ 3 и 19); "Старинная английская О." (там же, 1895, №8); Л. Сабанеев, "Пастушьи собаки" (там же, 1895, № 39); Фр. Крихлер "Породы собак" (СПб., 1895).

С. Б.

Овчина

— см. Скорняжное дело.

Овчина-Телепнев-Оболененский

(Иван Федорович) — князь, боярин. Близкий к Елене Глинской еще при жизни Василия III, О., по смерти последнего (1533), стал фаворитом правительницы и ее главным советником, действуя на нее и через свою сестру Аграфену Челяднину, мамку великого князя. Считая Шуйских, Воронцовых, Бельских и др. своими соперниками, он уговорил правительницу подвергнуть многих из них заточению или казни. Не избег тюрьмы и смерти даже дядя великой княгини, Михаил Глинский. Князь Андрей Старицкий, недовольный правительницей и, по слухам, подговаривавший боярских детей к восстанию, сдался О. близ Старой Руссы, был привезен в Москву и удавлен в темнице. В Литовской войне 1534-36 гг. О. показал себя хорошим полководцем. По смерти правительницы (1538) бояре, ненавидевшие О., немедленно заключили его в темницу, несмотря на протесты великого князя, расположением которого он пользовался, и там уморили голодом (1539), а сестру его, Челяднину, сослали в Каргополь и постригли.

Овы

— в архитектуре мотив пластической орнаментации, представляющий собой ряд как бы птичьих яиц, помещенных одно подле другого и образующих своей совокупностью горизонтальную полосу. О., окруженные или покрытые листвой, называются цветочными (fleuronn é s). О. употребляются преимущественно для украшения гзымсов и связей между отдельными частями антаблемента в древнегреческих и римских орденах, а также в стиле Возрождения. Обыкновенно они бывают разделены друг от друга острыми стрелками или продолговатыми подобиями листочков, имеющих форму, заимствованную из водяной флоры.

А. С-в.

Овьедо

(Oviedo) — главный город испанской провинции того же имени и прежнего королевства Астурии, на возвышенности между реками Налон и Нора, в плодородной хорошо обработанной долине. 42716 жителей; университет (с 1580 г.), 3 монастыря, много дворцов; замечательны собор 760 г., с гробницами 14 королей, церковь Сан-Сальвадор (775 г.), древний замок. Оружейный завод, кожевенные фабрики. Недалеко от О. соляной источник Калдас-де-Приорио (19° Ц.). В 15 км. южнее О. самые большие залежи каменного угля в Испании. О. (Ovetum) построен в 765 г., с 792 по 924 г. был столицей Астурии. В 877 и 901 гг. в О. были соборы.

Овьедо-и-Вальдес

(Gonzalo Fernandez de Oviedo y Valdes) — испанский писатель (1478—1557). Из числа его произведений наиболее замечательна "Естественная и общая история Индии" ("Natural y general historia de las Indias"), состоящая из 50 частей, и "Las Batallas y Quinquagenas", т. е. "Воспоминания за 50 лет".

Ог

— царь васанский, известный необыкновенно высоким ростом (Второзак., III, 11); был побежден со всем своим народом израильтянами при Моисее (Числ., XXI, 33-35; Второзак., III, 1-3). Победы израильтян над О. и над Сигоном, царем аморрейским, произвели сильное впечатление на народы ханаанские, ослабевшие духом (Нав., II, 10-11). Иудеи радостно вспоминали об этих победах до позднейших времен (Псал., 134, 10-13; 135, 17-22; Неем., IX, 22).

Огайо, река в Соединенных Штатах

— см. Охайо.

Огайо, штат Северо-Американского Союза

— см. Охайо.

Огам

(Ogham, среднеирланд. ogom, ogum) — так называются у ирландцев письмена, встречающиеся в надписях на обоих британских островах. Древнейшие надписи восходят к V веку после Р. Х., но и в средние века эти письмена употреблялись в Ирландии как секретный шифр. Они состоят из черточек, проведенных перпендикулярно или наклонно к краю камня или к другой линии. Происхождение О. еще не разъяснено; ирландцы приписывали его изобретение легендарному Огме (Ogma), имя которого напоминает древне-галльского бога красноречия Огмия (Ogmios). Так как значение 20 букв О. почти тождественно с буквами латинского алфавита, то весьма вероятно, что О. составлен по образцу последнего, с целью облегчить письмо на камне и на дереве. Язык древних надписей, кажется, всецело гэльский (см.).

Сборники: Brash, "The Ogam inscribed monuments of Gaedhif" (Лондон, 1879); Rhys, "Lectures on Welsh philology" (2 изд., Лондон, 1879); Ferguson, "Fasciculus of prints from photographs of casts of O. inscriptions" (в "Transactions of the Royal Irish Academy", XXVII); его же, "О. inscriptions in Ireland, Wales and Scotland" (Эдинбург, 1887).

Оганна-ванк, Иоанна-ванк

или Онану-ванк — село Эчмиадзинского уезда Эриванской области; один из наиболее почитаемых монастырей в Армении, в котором хранились разные священные предметы. Монастырь, пострадавший от землетрясения и в последнюю персидскую войну, потерял свое прежнее значение.

Огарев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Огарев (дополнение к статье)

(Николай Платонович) — русский поэт и политический деятель. Собрание его стихотворений вышло в 1904 г., в Москве, под редакцией М. О. Гершензона. Собрание это неполное; по цензурным соображениям из него исключено 7 стихотворений, ранее напечатанных; некоторые стихотворения, напечатанные даже в "Русской Старине" в полном виде, помещены с цензурными сокращениями; 55 стихотворений исключены редактором, как незаслуживающие внимания. См. E. Некрасова, "Н. П. О." (в Сборнике, изданном в честь Н. И. Стороженко: "Под знаменем науки", Москва, 1902); Н. Мендельсон, "Н. П. О. в воспоминаниях крестьянина" (там же); E. Некрасова, "Н. П. О. Значение его личности и поэзии" (в сборнике "Почин", 1905); М. Гершензон, "Н. П. О. и его крепостные" ("Научное Слово", 1903, № 4); его же, "Лирика Н. П. О." ("Вестник Европы", 1903, № 9); его же, "История одной дружбы. Грановский, Герцен, Огарев" ("Научное Слово", 1903, №№ 8 и 9); Н. А. Огарева-Тучкова, "Воспоминания" (Москва, 1903); М. К. Лемке, "Очерки жизни и деятельности Герцена, Огарева и их друзей" ("Мир Божий", 1906, № 1). В "Русской Мысли" 1904 г., № 8, появилась "Исповедь лишнего человека" Огарева.

Огаревы

— дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от выходца из Золотой Орды, мурзы Кутлу-Мамета, прозванного Огар, служившего Александру Невскому и крестившегося с именем Пантелеймона. Никита Данилович О. был наместником на Ваге при Иоанне III. Фома-Нелюб Васильевич О., сподвижник князя М. В. Скопина-Шуйского, был воеводой в Самаре (1617-18). Его сын Иван был судьей холопьего приказа и приказа немецких кормов (1626-38). Юрий-Посник Григорьевич О. был с 1659 г. воеводой в Костроме, Свияжске, Астрахани и думным дворянином. Николай Иванович О. (1789 — 1862) был сенатором. Константин Ильич О. (1819 — 1877) — пермским губернатором. Род О. внесен в VI и II части родословной книги Пензенской, Псковской, Саратовской, С.-Петербургской, Тамбовской, Тверской и Тульской губерний. (Гербовник V, 20).

В. Р.

Огарки

— так в технике называются остатки (побочные продукты, иногда отбросы), получающиеся в некоторых химических производствах от операций, идущих при высокой температуре. О., например, называют в камерном производстве (см.) остаток от обжига серного колчедана на сернистую кислоту, представляющий окись железа Fe 2O3 и перерабатываемый иногда на мумию (см.), еще реже на чугун, а при медистых колчеданах идущий на извлечение и выплавку меди. Менее удачно название О. в применении к сульфату (см.), появляющемуся в качестве побочного продукта при производстве азотной (см. Крепкая водка) или соляной кислоты (см.). В последнем случае, впрочем, чаще соляную кислоту следует рассматривать как побочный продукт, а О. (сульфат) Na 2SO4, K2SO4 — как главный, например, в производстве соды (см.) и поташа (см.) по способу Леблана.

П. П. Р. Δ .

Огденсбург

(Ogdensburg) — город и порт в североамериканском штате Нью-Йорк, при реке св. Лаврентия, на границе Канады; жителей (1890) 11662; хлебная торговля. Ниже О. находятся водопады.

Огер, порог на Западной Двине

— порог на реке Западной Двине, в 185 верстах от города Двинска; порог длиной до 150 саженей и занимает почти всю ширину речного русла.

Огер, приток Западной Двины

(Угр у русских, Огере по-латышски, в древн. Вара) — река, правый приток реки Западной Двины, берет начало в Венденском уезде, Лифляндской губернии. Образуется из нескольких ручьев, берущих начало из горных озер, расположенных футов на 700-800 над уровнем моря. Общее направление О. на запад-юго-запад. На всем 135-верстном протяжении О., вследствие значительного падения русла, достигающего 500 футов, отличается быстрым течением по руслу извилистому, наполненному камнями. Береговые обнажения состоят из известняков верхнедевонской системы. Сильно мелеющий после весеннего спада воды, О. протекает по чрезвычайно живописной местности между крутыми и высокими берегами, усеянными развалинами древних замков. Некогда сплавная — река теперь сильно обмелела. Главные притоки: Астер и сплавная Лобе, которые, как и О., богаты рыбой, лососями и угрями.

Л. В.

Огибаемые и огибающие кривые и поверхности

— см. Обвертывающие и Обвертываемые линии и поверхности.

Огильви

— древний дворянский род, происходящий из Шотландии и восходящий к началу XII в. Одна его ветвь носит в Англии титул графов Эрли (Airlie), другая — графов Сифильд (Seafield). Отрасль рода О. переселилась в Россию. Александр Александрович О. (1765 — 1847) был членом адмиралтейств— совета. Его потомство внесено во II часть родословной книги губерний С.-Петербургской и Тверской.

Огинские

— литовско-русский дворянский и княжеский род, производимый обыкновенно от Юрия Федоровича, князя Козельского, а новейшими учеными (Вольф) — от князя Димитрия Ивановича Глушонка, получившего в 1486 г. от великого князя литовского Александра имение Огинты. В третьем поколении род О. разделился на две линии: младшую (дворянскую) и старшую (княжескую). Младшая линия скоро перешла в разряд захудалых шляхетских родов (потомство ее существует в Витебской губернии). В XVII и XVIII вв. О. (члены старшей линии) занимали довольно высокие должности в польском государстве Богдан Матвеевич О. († в 1625 г.), ревнитель православия и строитель монастырей, староста православного виленского братства, в 1587 г. был послан в Москву для переговоров Стефаном Баторием; в 1612 г. тоже принимал участие в переговорах о мире. Александр О. отличился в битвах под Смоленском (1611) и Хотином (1621); впоследствии был каштеляном трокским. Марциан (1632 — 16 90), с 1684 г. великий канцлер литовский; участвовал в заключении андрусовского перемирия. Игнатий О. († в 1775 г.), великий маршал литовский, был при Августе III послом в СПб. Михаил-Казимир О. (1729 — 1800) с 1768 по 1793 гг. был великим гетманом литовским. В 1764 г. он предпринял поездку в Петербург и выступил претендентом на польский престол, но безуспешно. Как деятельный участник барской конфедерации, он после 1771 г. несколько лет принужден был укрываться за границей. Получив прощение, он возвратился на родину, строил фабрики, истратил несколько миллионов на проведение канала, носящего его имя, украсил город Слоним, бывший его любимым местопребыванием. Он недурно рисовал, играл на нескольких инструментах, преимущественно на арфе, в которой он число педалей увеличил с 4 на 7. Хорошо знал теорию музыки и обладал композиторским талантом; написал несколько песен, отличающихся колоритом национальных польских мелодий. В слонимском дворце его находили радушный прием, а иногда и приют, артисты, певцы, художники. Из его произведений некоторые напечатаны в Слониме, где он завел типографию, другие — в Варшаве ("Powieści historyczne и moralne", Варшава, 1782; "Bajki i nie bajki", ib., 1788 — сборник сказок, сатир и разных стихотворений). Михаил-Клеофас О. (1775 — 1833), горячий приверженец майской конституции, в эпоху тарговицкой конфедерации лишился на время всех своих имений и удалился в Пруссию. В 1794 г. он сформировал батальон егерей и сам предводительствовал им; по усмирении восстания бежал из Польши. Парижский комитет по делам эмиграции назначил его агентом в Константинополь. В 1797 г. он переехал в Париж, где вошел в сношения с директорией и Талейраном, с целью восстановления Польши, но скоро потерял веру в успех этого дела и получил дозволение вернуться в Россию. В 1810 г. поступил на русскую службу, был назначен сенатором и вскоре стал одним из доверенных лиц императора Александра I. В 1811 г. он представил проект образования из провинций бывшей Польши великого герцогства литовского. С 1815 г. он жил во Флоренции. Известность О. получил благодаря своим полонезам, которые много раз издавались; они отличаются оригинальностью, характерностью. Кроме того, он написал много мелодичных романсов. Он оставил интересные воспоминания: "Memoires sur la Pologne et les Po lonais de 1788 à 1815" (1826-27; 2 изд., 1833). Отрывки из них приведены в ст. А. Подвысоцкого: "Граф Михаил О. и его отношения к императору Александру Павловичу" ("Русский Архив", 1874, 3). Род князей О. внесен в V часть родословной книги Виленской губернии и в VI часть родословной книги Витебской губернии.

См. Wolff, "Kniaziowie Litewsko-Ruscy" (Варшава, 1895). Специальные родословные этой фамилии ("Genealogia domu О.", Вильно, 1707; Borejko-Chodzko, "Rodowod ks. О.", Париж, 1858) принадлежат к числу редких и малодоступных изданий.

К. X.

Огинский канал

— служит для соединения Немана с Днепром. Длина его с озерами 52 версты, без них 48 верст. Он почти весь находится в Пинском уезде Минской губернии. Канал начал устраивать в 1770 г. польский гетман М.-К. Огинский, но работы скоро прекратились и возобновились в 1799 г. при императоре Павле I. Открыто судоходство в 1804 г. Канал проходит через озера Вильку и Выгонецкое и он проведен между рекой Шарой (приток Немана) и рекой Яцольдой (приток Припяти). Сплав бывает по нему только весной. В 1894 г. отправлено товаров 2720 тыс. пудов, из них леса 2586 тыс. пудов и дров 101 тыс. пудов; прибыло 14 тыс. пудов. Пристани: Телеханы и Огинская.

Огласительное училище

(александрийское; το τής χατηχήσεως διδασκαλεΐον) — так называлось христианское училище, которое основано было, как полагают, еще во времена апостольские, евангелистом Марком. В начале это училище было одним из тех, которые устраивались при епископских кафедрах для первоначального наставления или оглашения в вере обращающихся в христианство; вместе с тем, там приготовлялись и самые огласители. Позже О. александрийское училище, по своему положению в центре всемирной образованности и учености, приняло характер богословско-ученого образовательного заведения. Этому особенно способствовал один из его катехетов (учителей), Пантен (180-191). Цветущего состояния александрийское О. училище достигло при Оригене (см.), также стоявшем во главе его. Число его слушателей постоянно увеличивалось, вследствие чего он разделил свою школу на два отдела: в одном преподавались первоначальные наставления в вере и предварительные философские науки, науки словесные и математика; в другом занимался сам Ориген, с более подготовленными. Перед последними он раскрывал христианское вероучение в форме научной системы, со всевозможными доказательствами в его пользу и опровержением возражений. Языческие философы и еретики приходили слушать Оригена и учиться у него. Ориген упрочил в александрийском училище созерцательное направление; оно не было отвергнуто и новоалександрийской школой. В первой половине V в. некоторые из александрийцев довели это направление до крайности, разрешившейся монофизитской ересью, с появлением которой О. училище потеряло свое значение для православной церкви.

Оглашение

— ознакомление с христианским учением желающих вступить в церковь, предшествовавшее крещению (см.). См. "Чин оглашения в древней церкви", В. И. Долоцкого ("Христ. Чтение", 1849, 1).

Оглашенные

— лица, ознакомленные с учением церкви и имеющие право на крещение (см.).

Оглоблин, Александр Евсигниевич

— протоиерей в Перми, писатель (1829 — 1887), воспитанник пермской семинарии. Его труды: "О рукодельях Невьянского горнозаводского округа", "Материалы для истории Камышловского уезда", "Аятская слобода" и др. статьи в "Пермских Губернских Ведомостях".

Оглоблин, Владимир Николаевич

— сын протоиерея Н. Я. О. (см.), род. в 1854 г., учился в киевской семинарии и университете св. Владимира на физико-математическом факультете, по окончании курса состоял лаборантом химической лаборатории московского университета, где совместно, с профессором В. В. Марковниковым, занимался исследованием кавказской нефти и написал "Исследование кавказской нефти" (СПб., 1882). Эта работа была удостоена премии профессора Зинина (1500 руб.). С 1891 г. состоит техническим директором ситценабивной фабрики А. И. Новикова в городе Иваново-Вознесенске (Владимирской губернии). По ситценабивному делу О. напечатал брошюры: "Кустарное крашение и меры к поднятию вообще кустарной промышленности" (М., 1889), "Вода в красильном производстве" (М., 1892), "Цилиндрическая палилка с тройным касанием товара" (СПб., 1895). Издал также "Колористический сборник. Обозрение литературы за 1894 г. по технике красящих веществ, беления, крашения и печатания хлопчатобумажного товара" (кн. I, М., 1896) и др.

Оглоблин, Николай Николаевич

— современный археограф, сын протоиерея Н. Я. О. (см.), род. в 1852 г. в Киеве, окончил курс в киевской духовной академии и археологическом институте; получил золотую медаль за карту Полоцкого повета во второй половине XVI века, с объяснительной к ней запиской (в III и IV книгах "Сборника Археологического Института"). Поступив на службу в "ученое отделение" московского архива министерства юстиции, в 1884 г. напечатал "Обозрение историко-географических материалов XVII и начала XVIII вв., заключающихся в книгах Разрядного приказа", а в 1886 г. — "Провинциальные архивы в XVII в.". Ему было поручено составить ученое обозрение-опись всех документов сибирского приказа. В 1894 г. эта колоссальная работа была закончена и в 1895 г. появился первый том её в издании Императорского Общества Истории и Древностей Российских при московском университете, под заглавием "Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592 — 1768). Часть I. Документы воеводского управления"; этот том был удостоен академией наук премии И. М. Сибирякова, специально предназначенной для работ по истории Сибири. Помимо названных трудов О. напечатал и отдельно, и в журналах массу (свыше ста) статей, заметок, сообщений и мелких исследований. О. не только создал новый и целесообразный тип архивного обозрения, но и образовал архивных работников, которыми в настоящее время держится архив министерства юстиции в Москве. В марте 1897 г. О. вышел в отставку, вследствие прекращения ученой деятельности архива при новой администрации. Главнейшие из работ О.: "Московская померная изба" (М., 1889), "К истории Челобитного приказа" (СПб., 1892), "Киевский стол Разрядного приказа" (Киев, 1886), "Семен Дежнев", "Смерть Семена Дежнева в Москве в 1673 г." (СПб., 1891), "Новые данные о Вл. Атласове" (М., 1888), "Две сказки Вл. Атласова об открытии Камчатки" (М., 1891), "К биографии Вл. Атласова" (М., 1894), "Источники "Чертежной книги Сибири" Семена Ремезова", "Путевые записки морехода И. М. Соловьева" (СПб., 1892), "Происхождение провинциальных подьячих XVII в." (СПб., 1894). "Бунт Сквирского магистрата" (Киев, 1888), "Розыск 1666 г. о злоупотреблениях московских ратных людей в Малороссии" (Киев, 1895).

В. Cm.

Предыдущая страница Следующая страница