Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "О" (часть 20, Оса - Осм)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "О" (часть 20, Оса - Осм)

Предыдущая страница Следующая страница

Осадное положение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Осадной нож

(couteau de brè che, gleve) — оружие с древком, чрезвычайно распространенное в XVI—XVII вв. в Германии и состоявшее из большого ножа, насаженного на толстую рукоять. В Италии это оружие называлось воловьим языком (lingua di bue).

Осадные монеты

(nummi obsidionales) — монеты, выпускаемые осажденным городом, местностью или даже государством во время продолжительной войны, имеющие кредитное значение и заменяемые впоследствии действительной монетой. Они делятся на монеты из монетных металлов (обыкновенно — серебра и меди) и монеты из металлов немонетных (реже — из другого материала). О. отличаются обыкновенно крайне плохой чеканкой.

П. ф. В.

Осадные парки

— 1) артиллерийские — заключают в себе орудия большого калибра и всю материальную часть к ним, необходимые для осады неприятельских крепостей. В России имеется 3 О. артиллерийских парка — в Двинске, Брест-Литовске и на Кавказе. 2) Инженерные — содержатся для пополнения, в военное время, недостатка инженерных инструментов, необходимых при осаде крепостей. В России 2 таких парка, каждый из 4 отделений.

Осадный двор

— так в древнерусских украинских городах назывались жилые строения, в которых владельцы поселялись лишь во время осады города неприятелем. Так же назывались и особые строения, вмещавшие, в случае осады, служилых людей со всем их имуществом и семьями. Такие запасные дворы находились и в монастырях.

Осадный лафет

— см. Станки.

Осадный парк

— см. Осадная артиллерия.

Осадок

— см. Осаждение и Лаборатория.

Осадочные породы

— см. Горные породы.

Осаждение

(хим.). — О. принадлежит к важнейшим операциям аналитической химии. Оно состоит в том, что в данном однородном жидком растворе, содержащем одно или несколько веществ, путем соответственных реакций, производят выделение в твердом виде (в осадке) одного известного тела или группы тел уже нерастворимых (сравнительно) при данных условиях. Чтобы закончить разделение исследуемых веществ, в дальнейшем остается только отделить выделившееся твердое тело от окружающей его жидкости (см. Лаборатория). О. основано на образовании нерастворимых в данной среде соединений. Это достигается или изменением натуры растворителя, изменением связи между растворяющей жидкостью и растворенными телами прибавлением другой жидкости (напр. прибавка спирта, эфира к водным растворам во многих случаях способствует образованию осадков), или переводом растворенных тел в новые соединения, что достигается, главным образом, путем обменного разложения с введенными реагентами. Последний случай наиболее важный; часто же производится и то, и другое одновременно. Какие вещества должны быть введены в данный раствор и в каких условиях должно вестись О., зависит от многих причин. Выделяемое тело должно, по возможности, меньше растворяться в окружающей жидкости; его состав, свойства и форма должны быть удобны для дальнейших манипуляций. Напр., неудобно, если оно чрезвычайно легко изменяется на воздухе; если оно так мелкозернисто, что проходит через фильтр, или в виде такой тонкой мути, что нельзя ее промывать декантацией; или в осадок увлекаются другие тела, которые трудно отмыть и пр. Это определяет, вести ли О. при нагревании или на холоде и пр. Так как каждая реакция для того, чтобы дойти до конца, требует известного времени и зависит от концентрации реагирующих веществ, температуры и пр., то и при О. на эти факторы обращается серьезное внимание, и во всяком случае всегда делаются поверочные испытания на полноту О. Производится О. обыкновенно в стаканах или конических колбах, но в частных случаях для О. могут быть применены самые разнообразные приборы.

С. П. Вуколов. Δ.

Осака

или Оосака — второй по населению и торговле город Японии, в южной части главного острова Нипона, близ впадения реки Иодогава в залив О. 483 тыс. жителей. Соединен железной дорогой с древней столицей Киото и гаванью Кобе. О. — один из 7 японских портов, открытых для иностранной торговли, но иностранные суда редко заходят сюда, вследствие мелководья реки. Очень деятельное судоходство по реке и каналам; по множеству последних О. прозвана японской Венецией. О. — торговый центр юго-зап. Ниппона; он поддерживает деятельные сношения с зап. берегом Ниппона (на Японском море), откуда привозится рис, и о-вами Иecco и Сахалином, откуда привозятся рыба и морская капуста. Промышленность О. значительна; главным образом производятся дешевые товары — бронзовые изделия, лаки, ткани, зонтики и т. д. Развалины замка, игравшего большую роль в истории Японии с XVI стол. до 1868 г.; часть его обращена в казарму. Обширный монетный двор, по европейскому образцу. Много буддийских и синтоистских храмов.

Осанна

(от еврейского гошианнаспаси же!) — молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах, например во время праздника кущей. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иepyсалим. Это был вообще возглас благословения по отношению к событиям и лицам, от которых народ ожидал особенного блага и счастья, или, по древнебиблейскому выражению — спасения.

А. Л.

Осахаривание

— см. Сахарификация.

Освальд

(E. Oswald) — псевдоним немецкой писательницы Элизы Шульце-Смидт. Род. в 1846 г.; написала много популярных рассказов и романов: "Fern von der Welt Getriebe" (1874), "Russische Sagen", "Bleistift-Skizzen", "In Moor und Marsch", "Jugendparadies", "Mit dem Glucksschiff" (1895) и др.

Освальд-фон-Волькенштейн

(Oswald von Wolkenstein) — последний миннезингер (1367—1445). В своих любовных песнях, отличающихся непосредственностью и силой чувства, он отчасти примыкает к Вольфраму фон-Эшенбаху. Написаны они диалектом, представляющим много трудностей для понимания. Издал его сочинения Beda Weber (1847), а перевели их на современный нем. язык J. Schrott (1886) и L. Passarge (1892). Ср. В. Weber, "О. v. W. und Friedrich mit der leeren Tasche" (Иннсбрук, 1850); Zingerle, "O. v. W." (B., 1870).

Освей

(Витебской губернии) — 1) озеро в Дриссенском уезде, длина 12 верст, ширина 8 верст, глубина до 10 саженей. Канал 14 в. длины и 4 саж. ширины соединяет озеро с р. Свольною, притоком р. Дриссы; сплав леса. Дно иловатое, к берегам же песчаное. 2) Местечко Дриссенского у. Жит. 943, првсл. црк., костел, больница, аптека, врач, училище (52 учащ.). Красильня, кирпичный зав.; винокуренный зав. и водяная млнц. Упоминается в актах конца XV в.

Освецим

(Станислав) — польский дворянин XVII в.; получил хорошее образование, участвовал в походах, много путешествовал, славился как ученый педагог, воспитывал детей и нес обязанности секретаря у коронного гетмана Станислава Конецпольского. О. вел дневник, часть которого сохранилась в рукописи в львовской библиотеке Оссолинских (под № 224); уцелели годы 1643—1647, часть 1650 и весь 1651, всего 868 страниц in folio. По количеству и подробности сообщаемых сведений дневник О. принадлежит к весьма важным источникам. Все, относящееся к Украине, извлечено, в переводе на русский язык, в "Киевской Старине" 1882 г.

Н. С—в.

Освещение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Освещение (дополнение к статье)

— см. также Водяной газ, Газовое производство, Горелки, Карбурирование воздуха, Керосин, Лампы, Светильный газ, Свечи, Углеродистый кальций (ацетиленовое О.), Фотометрия, Электрическое освещение, Освещение калильное.

Освещение калильное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Освещение маяков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Освиго

(Oswego) — город в североамериканском штате Нью-Йорк, при впадении реки О. в озеро Онтарио; средоточие 3-х жел. дор., искусственная гавань. Обширная торговля; главные предметы ввоза — хлеб (из Канады) и строевой лес. Фабрики вязаных изделий и шерстяной пряжи, мельницы, крахмальный и солодовые зав. На вост. берегу реки крепость О. Жит. 21842 (1890).

Освидетельствование умственных способностей

— см. Душевнобольные.

Освободительное движение в России

— см. Россия.

Освобождение

— русский нелегальный журнал, издававшийся сперва в Штутгарте, потом в Париже, с июня 1902 по октябрь 1905 г., под редакцией П. Б. Струве. Выходил в свет довольно регулярно два раза в месяц. Принадлежал к числу наиболее распространенных и наиболее влиятельных нелегальных русских журналов, конкурируя в этом отношении с Герценовским " Колоколом ". Когда он появился, уже существовали два довольно распространенных нелегальных журнала: " Искра " и " Революционная Россия ". Первый был органом социал-демократов, второй — органом социалистов-революционеров. " О. " явилось сперва органом внепартийным, имевшим задачей организовать и мобилизовать общественное мнение против самодержавного режима. Ввиду того, что наиболее радикальные элементы русского общества находили выражение своих взглядов в двух других органах, " О. " явилось органом по преимуществу оппозиционных земских и думских кругов и оппозиционной интеллигенции вообще. Однако, к нему примыкали и многие социал-демократы, по каким-нибудь причинам не нашедшие места в социал-демократической парии, и еще большее число социалистов-революционеров. Полного единства мнений в " О. ", таким образом, не было; явственно чувствовалась нота самого редактора. Рядом со статьями, проникнутыми философским позитивизмом или экономическим материализмом, в " О. " появлялись статьи, написанные в идеалистическом, иногда в религиозном направлении. В 1-м № " О. " напечатано воззвание или заявление: " От русских конституционалистов ", к которому присоединился редактор журнала. Это заявление исходило из предположения, что " в более или менее близком будущем правительственная власть будет поставлена в необходимость приступить к серьезной политической реформе ". Программа конституционалистов требовала созыва бессословного народного представительства, избранного губернскими земствами и думами больших городов. Предварительными условиями выставлялись свобода печати, свобода собраний и право петиций. Воззвание это дало повод левым партиям говорить, что " О. " является противником всеобщего голосования и сторонником классовых интересов, что, однако, далеко не соответствовало действительности. В 1903 г. " О. " стало органом только что образовавшегося в России нелегального Союза О. (см. Освобождения Союз), и вместе с тем передвинулось значительно налево; очень скоро в нем была провозглашена необходимость всеобщего голосования и явственно зазвучала демократическая струна в вопросах социальных и аграрных. Наибольшую роль в " О. " играли вопросы чисто политические, а также обличения. В " О. " в небывало большом числе печатались тайные правительственные документы, между прочим — и такие, которые правительством хранились с самой исключительной осмотрительностью. Когда вспыхнула русско-японская война, " О. " в большей части статей с самого начала предвидело неизбежность торжества Японии, от которого ожидался толчок для преобразования России. Когда в конце 1904 г. началось в самой России сильное общественное движение, " О. " усердно его поддерживало. После событий 9 янв. 1905 г. в Петербурге настроение " О. " значительно обострилось. В ряде статей " О. " подготовило программу " Союза О. " (см. Освобождения Союз). Кроме журнала, редакция время от времени выпускала " Листки О. ", в которые помещала не уместившийся в журнале более спешный фактический материал; с 11 февраля 1904 г. до 20 марта 1905 г. таких листков вышло 26. Редакция " О. " выпустила также две " Книжки О. ", в которых печатались большие статьи и материалы для истории русского общественного движения, и несколько отдельных документальных изданий, как-то " Материалы по университетскому вопросу " — извлечение из записки председателя ученого комитета А. И. Георгиевского; " Доклад воронежского уездного комитета о нуждах сельскохозяйств. промышленности "; " Кишиневский погром "; " Материалы по рабочему вопросу "; " Основной государственный закон Российской Империи " (проект русской конституции, выработанный группой членов союза О.); 2 т. " Собрания политич. сочинений " М. П. Драгоманова и др.

В. В — в.

Освобождение крестьян

— см. Крестьяне.

Освобождение от военной службы

(полное и в мирное время) — см. Комплектование армии и флота.

Освобождение от наказания

— см. Отмена и Отсрочка наказания и Условное осуждение.

Освобождение от суда

— см. Оправдательный приговор.

Освобождение труда

— первая политическая революционная группа с ярко выраженной социал-демократической программой, основанная в 1883 г. за границей (см. Социал-демократия в России).

Освобождения cоюз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Освящение знамен

— производится, при пожаловании их, особо установленным порядком, при торжественной обстановке и сборе всего полка. Кроме того бывает ежегодное О. знамен — 1 августа.

Освящение святых даров

— главный момент в главном богослужении христианской церкви, литургии. В православной церкви оно совершается во время главной евхаристийной молитвы, тайно произносимой священником перед престолом, в алтаре (лишь некоторые части ее возглашаются во всеуслышание, начиная с возгласа: победную песнь поюще), и завершается словами: "сотвори убо хлеб сей — честное тело Христа твоего, а еже в чаше сей — честную кровь Христа твоего, преложив Духом твоим святым", после которых и которыми совершается акт пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христову. См. Евхаристия.

Освящение храма

— в правосл. церкви совершается архиереем, или же он посылает только освященный антиминс (см.), а О. храма поручает совершить лицу пресвитерского достоинства. Самый обряд О. совершается главн. образом над престолом, как важнейшей принадлежностью храма. В состав обряда входят устроение престола и освящение его. В алтарь, через царские врата, вносится священнослужителями стол, на котором находятся крест, Евангелие, освященные сосуды, необходимые при совершении литургии, престольные одежды, а также гвозди и вервие; после этого царские врата затворяются, и священнослужители приступают к утверждению престола. По окроплении св. водою столбов престола, верхней доски и четырех гвоздей, доска полагается на столбы и утверждается гвоздями. О. престола совершается посредством омовения, миропомазания и облачения. Во время омовения, имеющего значение очищения, поются псалмы 144, 22 и 83-й. После омовения на престол трижды возливается крестообразно красное вино, смешанное с розовой водой. Этому возлиянию усвояется знаменование помазания, о котором упоминается в Евангелии (Mф. XXVI, 7—13), или истечения из ребра Спасителя крови и воды. Затем престол миропомазуется, в знаменование осенения его благодатию Св. Духа, на тех местах, где во время литургии поставляются Евангелие, дискос и чаша, также на столбах, на средине и ребрах (миропомазание престола не совершается при священническом О., так как оно уже совершено архиереем над антиминсом). Наконец, престол облачается — сперва в срачицу, поверх которой обвязывается вервием, потом в индитию; на престол полагаются илитон и антиминс, Евангелие и крест, и престол покрывается пеленою. При облачении престола поется 92 псалом. Так же облачается и жертвенник, только без пения псалма. Затем священнослужители освящают алтарь и весь храм каждением и кроплением св. водой, а при архиерейском служении — и помазанием стен св. миром; вокруг храма обносятся св. мощи — при архиерейском служении, или антиминс — при священническом. При архиерейском служении за этим следует положение св. мощей под престол и в антиминс. После О. совершается обычным порядком литургия. По этому же чину освящается храм, если он был осквернен насилием языческим или еретическим, а также если, при исправлении храма, был поврежден или поколеблен престол его. От такого О., называемого великим, отличается малое О. храма, совершаемое, по исправлении храма, внутри алтаря, если исправление не касалось престола. Оно совершается через окропление престола и одежд его св. водой, с чтением молитв на обновление храма (Бол. Требн. гл. 93). Таким же образом О. совершается и после того как, при угрожавшем пожаре, касались престола, священной утвари и одежд люди непосвященные, а также когда храм был осквернен какой-либо нечистотой или обагрен человеческой кровью; при этом читаются особые молитвы на отверзение храма (Бол. Треб. гл. 40, 41 и 42). О. единоверческих церквей и антиминсов совершается по старопечатным книгам, печатанным при патриархах Иове, Филарете, Иоасафе и Иосифе. Обычай освящать храмы первоначально появляется в церкви ветхозаветной. Ветхозаветная скиния, потом храм иерусалимский были освящены внесением в них кивота завета, молитвой, песнопением и жертвоприношением (Исх. XL, 3 Цар. VIII). В церкви христианской в первые три века открытое и торжественное О. храмов не могло быть совершаемо по причине гонений; однако, христиане не совершали богослужения, не очистив предварительно здания и не посвятив его Богу. Древняя церковь совершала богослужение преимущественно на гробах мучеников, почему положение мощей в храмах сделалось необходимым условием их О. Со времен Константина Вел. начинается торжественное освящение храмов. В целом своем виде настоящий чин О. храмов появился не позднее IX в. Ср. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению Устава Богослужения православной церкви" (СПб., 1888); П. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей" (СПб., 1884).

Осек

(Osiek) — посад Сандомирского уезда Радомской губернии, на правом берегу реки Вислы. Жителей 3678; главное их занятие — судоходство и рыболовство.

Осел

(Asinus). — О. составляет лишь особый подрод в роде лошади (Equus; см.). Он отличается от подрода собственно лошади отсутствием мозолистых утолщений на задних ногах и хвостом, покрытым при основании короткими волосами, а от третьего подрода тигровых или полосатых лошадей (Hippo tigris) — отсутствием полосатой окраски. Сюда относится обыкновенный О. (Equus [Asinus] asinus L.), две диких африканских формы, считаемые за разновидности того же вида: африканский степной, нубийский О. (Equus asinus var. africanus s. E. taeniopus) и сомальский О. (Equus asinus var. somalicus) и дикие азиатские О., которых некоторые зоологи считают за три разных вида: сирийский дикий О. (Equus hemippus), джигетай или кианг (Equus hemionus) и онагр (Equus onager), другие за два или за один. Некоторые исследователи считают кианга (под названием A. Kiang) безусловно отличным от джигетая. Вообще, какого-либо общепринятого взгляда на виды подрода О. в науке еще не установилось. Предками обыкновенного домашнего О. считаются дикие африканские. Обыкновенный О. серого цвета, подлежащий, впрочем, значительным различиям от почти белого до буроватого, вдаль спины и перпендикулярно к ней через плечи тянется по темной полосе, на ногах нередко заметны поперечные полосы. Нубийская разновидность (E. asinus africanus) имеет ясные продольную и плечевую полосы, но полосы на ногах часто неявственны; у сомалийской (E. asinus somalicus) спинная полоска неясна, плечевой нет, но полосы на ногах резко выражены и многочисленны, кроме того этот О. отличается более крупным ростом и более длинной гривой. Первая разновидность водится в степях верхней Нубии до Чермного моря и часто попадается около Атбары и в земле Барка, вторая живет в Сомали. Дикие африканские О. живут небольшими стадами, состоящими из самца и 10—15 самок, и по образу жизни не отличаются от других диких лошадей; они также дики, быстры и крайне осторожны. Домашний О. представляет значительные различия по виду и свойствам, в зависимости от климата и ухода. Холодный и сырой климат влияют очень дурно, ввиду этого — О. южных стран вообще несравненно лучше среднеевропейских: они крупнее, красивее, покрыты гладкой шерстью, сильны, живы и не ленивы. Весьма важное значение имеет при этом также уход и забота о поддержании и облагорожении породы. Лучшие О. разводятся в Египте, Персии, Туркмении и Аравии, и высоко ценятся. Для облагорожения породы прибегают иногда к случке с дикими О., как азиатскими, так и африканскими. В качестве вьючных и верховых животных О. являются весьма важными домашними животными в средней и южной Европе, западной и южной Азии; сев. и средней Африке и Южной Америке. Кроме значительной силы и выносливости О. весьма ценны по своей крайней неразборчивости в пище; они питаются охотно такими растениями, которых не трогают ни лошади, ни рогатый скот. Ходячее мнение о слабых умственных способностях О. в значительной степени ошибочно; оно совершенно не приложимо к хорошим южным О. и лишь отчасти верно по отношению к испорченным дурным уходом и неблагоприятными климатическими условиями среднеевропейским О. Весьма важными домашними животными особенно в гористых странах являются помеси О. с лошадьми: мулы и лошаки (см. Мул). Относительно азиатских диких О. — см. Джигетай.

Н. Кн.

Оселок

(Pière á l'huile, Oelstein, Hone) — каменная плитка, служащая для придания наибольшей степени остроты режущим инструментам посредством оттачивания их (см. Ножевое мастерство). Для О. пригодны многие породы, содержащие мелкие зерна кварца, не слишком плотно соединенные каким-либо цементом. Когда лезвие инструмента трут о поверхность О., его приходится смачивать маслом (иногда водой), иначе частицы металла пристают к камню, он начинает "лосниться" и больше не "берет". Масло надо брать не высыхающее, лучше всего вазелиновое или парафиновое. Наилучшим О. считается "турецкий", привозимый из Смирны. Наиболее твердый — почти черный, светлый — помягче; содержит до 98 % мелкокристаллического кремнезема, связанного кристаллическим кальцитом. Частицы турецкого О. связаны достаточно, чтобы узкие и твердые штихели не слишком портили поверхность; еще лучше в этом отношении "арканзасский" О., состоящий из особенно мелкозернистого "новакулита", содержащего 98 % кремнезема и способного давать особливо острое лезвие при слабом нажиме. Добывается в Арканзасе, в Долине горячих ключей, где он составляет скалы, по виду подобные самому белому мрамору. Более крупнозернистые сорта той же горной породы, поступающие в продажу под именем: "Washita", точат быстрее, но дают более грубое острие. Для бритв наилучшим считается желтый германский О., добываемый около Регенсбурга. Он поступает в продажу в виде пластинок, наклеенных для прочности на кусок шифера, и так мягок, что лезвие, положенное не вполне плоско, его царапает. Синеватые и серые О. из разных пород сланца, употребляются с водой для шлифовки латуни и мрамора. Порошок турецкого и арканзасского О. употребляется как наждак для шлифовки; он меньше въедается в поверхность металла, и поэтому особенно пригоден для пришлифовки кранов.

В. Л.

Осеннее равноденствие

— момент перехода склонения Солнца из северного в южное, равно как точка эклиптики, в которой совершается такой переход; происходит 10 или 11 сентября старого стиля; см. Весеннее равноденствие.

В. В. В.

Осенние Вечера

— еженедельное издание Василия Малиновского, выходившее в СПб. в 1803 г. Прекратилось на 8-м №.

Осень

— О. для северного полушария Земли и весна для южного — время года от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния. В метеорологии принято называть осенью месяцы: сентябрь, октябрь и ноябрь нового стиля; см. Времена года.

Осетинский язык

— принадлежит к иранской ветви индо-европейской семьи языков. Между всеми живыми иранскими языками О. отличается наибольшей архаичностью в фонетике и отчасти морфологии, что привлекает к нему особенно внимание лингвистов. Формы склонения и спряжения значительно развиты; утраты древних форм возмещены некоторыми новообразованиями. В иранской группе О. язык является единственным дожившим до нашего времени потомком наиболее северо-западной отрасли, к которой принадлежал язык азиатских сарматов и отчасти понтийских скифов. Сарматские слова, выводимые из иранских личных имен, сохранившихся в греческих надписях, преимущественно танаидских, обнаруживают в фонетическом отношении специальное сродство с О. языком. См. об этом исследование Вс. Миллера: "Эпиграфические следы иранства на юге России" ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1886, сентябрь). О. язык представляет несколько говоров, которые можно свести к двум наречиям — западному и восточному (или юго-восточному). Сами осетины различают свои говоры следующими названиями: иронский (ирский), дигорский и туальский. По-иронски говорят восточные общества (тагаурцы, алагирцы, куртатинцы); по-дигорски — западные общества по р. Уруху (см. Дигория) и некоторые селения, перешедшие из Дигории на плоскость; по-туальски — осетины закавказские, соседние с грузинами. Отличия между говорами иронским и дигорским настолько значительны, что они действительно могут считаться наречиями, развившимися из общеосетинского праязыка, между тем как говор туальский (южно-осетинский) представляет лишь незначительные фонетические отличия от иронского и может быть правильнее назван поднаречием последнего. Большее количество осетинского населения говорит иронским говором; наибольшей архаичностью в фонетике отличается говор дигорский. Азбука для О. языка была составлена в начале 40-х годов академиком Шёгреном, положившим в ее основу русскую азбуку, с некоторыми дополнениями и видоизменениями букв. Некоторые изменения шёгреневой азбуки были сделаны проф. Вс. Миллером в "Осетинских этюдах". Для перевода Священного Писания на О. язык избран был господствующий иронский диалект. В переводах на это наречие у осетин известны: Евангелие (1-й перевод 1848, 2-й 1864 г.), Псалтырь (1848 г.), Литургия св. Иоанна Златоуста (1861 г.), Соборные послания св. апостолов (1862 г.) и др. На этом же наречии изложена епископом владикавказским Иосифом Священная история Ветхого и Нового Завета (1881 г.). Иронские тексты произведений народной словесности изданы академиком Шифнером ("Прил. к XIV т. Зап. Имп. Акад. Наук", № 4, 1868) и Вс. Миллером ("Осетинские этюды", ч. I, 1881 и ч. III, 1887). Для дигорских текстов см "F ünf Ossetische Erzä hlungen in Digorischem Dialect", herausgegeben von W. Miller und R. von Stackelberg (СПб., 1891). — Первая осетинская грамматика составлена академиком Шёгреном на немецком и русском языках, с кратким словарем (1844). Лингвистическую обработку фонетики и морфологии О. языка см. во 2-й и 3-й части "Осетинских этюдов" Вс. Миллера (М., 1882 и 1887). Для синтаксиса см. R. von Stackelberg, "Beitr ä ge zur Syntax des Ossetischen" (Страсбург, 1886).

Всев. Миллер.

Осетины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Осетия

— местность, занимаемая осетинами (см.); обнимает часть Терской области (западная половина Владикавказского округа) и Тифлисской губернии (около одной трети Душетского уезда и большая часть Горийского). Часть Горийского уезда в 40-х и 50-х годах носила название Осетинского округа Тифлисской губернии. Почти вся О. представляет местность в высшей степени гористую, прорезанную множеством глубоких долин и ущелий. По ней проходит Главный Кавказский хребет и так называемый Боковой, который пересекается с Главным в пределах О., именно вблизи горы Адай-хох (15254 фт.). К замечательнейшим вершинам О. относятся в Главном хребте: Зильга-хох (12645 фт.), Зикари, Тепли (14510 фт.), Архон, а в боковом — Адай-хох, лежащий почти у самого пересечения Бокового хребта с Главным, Сырхи-барзонт (13637 фт.), Джимарай-хох (15694 фт.), Казбек (16546 фт.) и т. д. Главный Кавказский хребет и Боковой дают от себя множество высоких отрогов. К северу от Бокового хребта тянется еще хребет Черных гор, с вершинами Kapиy-хох (11164 фт.), Кион-хох (11230 фт.) и т. д. На некоторых вершинах как Главного, так и Бокового хребта лежат массы вечных снегов, дающих начало многим ледникам. Некоторые из последних, например Карагом, Тана и Цейский, принадлежат к наибольшим на Кавказе. Обилием снегов и глетчеров на горах объясняется существование в О. бесчисленного множества горных ручьев и речек. Предгорья О. до сих пор покрыты довольно значительными лесами, состоящими из различных лиственных пород. В горах, кроме того, часто встречается сосна и можжевельники. В лесах О. водятся медведи, волки, дикие свиньи, олени, серны, косули; туры (Aegoceros Pallasii Rouill.) и многие другие звери. В прежние времена здесь водились даже зубры, доказательством чему служат названия некоторых местностей, а также черепа зубров, до сих пор встречающиеся в священных пещерах О. (см. Олисай-дом). Горы О. имеют прохладный, очень здоровый климат. Из минеральных богатств первое место занимает свинцово-серебряная руда, добываемая главным образом в долине Ардона и его притоков (Садонский рудник). Во многих местах, напр. вблизи ледника Тменикау, находятся минеральные воды, которыми пользуются только туземцы. См. Терская область.

Н. Динник.

Осетр, приток Оки

— приток реки Оки, впадает с правого берега, на 15 вер. выше устья реки Москвы. Длина реки 197 вер. (по другому определению — 203 вер.); берет начало около Мелеховки Тульского уезда и проходит затем через уезды: Beневский Тульской губернии, по Рязанско-Тульской границе, потом вступает в Михайловский уезд Рязанской губернии. Извилисто придерживаясь меридиана, О. протекает на С весь Зарайский у.: впадает в р. Оку почти под широтой 55° (долгота 8°30'). Верхнее течение до Рязанской границы мало извилисто; зато все пространство в пределах Рязани очень извилисто. Высоты по реке не определены: известно лишь, что верст на 10 ниже Зарайска уровень ее 50 саж. Следовательно, вероятность высоты ее истоков 55—60 саж. Верховья реки окружены высотами, превосходящими в среднем 100 саж., а среднее течение сопровождают холмы в 80 саж. высоты. Течение О. преимущественно придерживается направления широты, но изредка ломается и идет перпендикулярно первому. Все верхнее течение лежит среди каменноугольных известняков преимущественно среднего яруса горного известняка, характеризуемого раковинами Productus striatus и Spirifer striatus. Дойдя до пределов Рязанской губ., О. вступает в область гораздо более молодых отложений, именно келловейского яруса юрской системы и переходных к меловым образованиям волжского яруса. Почти все течение реки совершенно безлесно. Гор. Венев лежит на небольшом прит. О.; Зарайск, Рязанской губ. — единственный город, лежащий на р. О.

Осетр, рыбы из семейства осетровых

Статья большая, находится на отдельной странице.

Осетровые рыбы

(Acipenseridae) — семейство рыб из отряда (по другим подкласса) ганоидных (Ganoidei; см.), подотряда (по другим отряда) Chondrostei. Характеризуются следующими признаками: тело вытянутое в длину, почти вальковатое, с 5 продольными рядами костяных щитков; морда вытянутая в длину, почти лопатообразная или коническая, с небольшим поперечным беззубым ртом; который лежит на нижней стороне головы и может выдвигаться; на нижней стороне морды, кпереди от рта, 4 усика, расположенных в виде поперечного ряда; вертикальные плавники спереди с одним рядом fulcra (см. Ганоидные); спинной и заднепроходный плавники приближены к хвостовому; жаберные перепонки сливаются на горле и прикреплены к зеву; жаберных лучей нет; жабер 4, есть также 2 придаточных жабры; плавательный пузырь большой, простой, имеющий сообщение со спинной стороной пищевода. К осетровым рыбам относятся два рода: осетр (Acipenser) и скафиринх (Scaphirhynchus) — всего около 25 видов, водящихся исключительно в умеренном поясе северного полушария: в Европе, Азии и Северной Америке. 4 вида относятся к роду Scaphirhynchus, остальные к роду Acipenser. Сюда относятся 2 вида европейского осетра, осетры Сибири и Китая, несколько видов осетров Сев. Америки, белуга, стерлядь, севрюга, шип (см. Осетр, Белуга, Стерлядь, Севрюга, Шип). Сюда относятся по большей части крупные рыбы; белуга является самой крупной из рыб, встречающихся в пресных водах. Голова покрыта панцирем из костяных щитов, одевающим хрящевой череп; кожа на остальном теле имеет пять продольных рядов костяных щитков, имеющих по продольному ребру, с более или менее выступающей в виде бугра или шипа верхушкой. Один ряд тянется по средней линии спины, два по бокам, два по сторонам брюха, благодаря чему тело получает более или менее заметную (смотря по степени развития щитков) пятигранную форму. Остальная кожа или покрыта неправильными мелкими щитками, придающими ей шероховатость, или голая. У Scaphirhynchus задний конец тела сильно утончается и здесь ряды больших щитков примыкают друг к другу. Усики на нижней стороне головы являются органами осязания, а по всей вероятности играют также роль других органов чувств; на них найдены нервные окончания типа луковочек или почек (см. Органы чувств), вероятно служащие при отыскивании пищи. Рот окружен мясистой губой и способен значительно выпячиваться при схватывании добычи. Все О. рыбы или проходные или пресноводные; для метания икры проходные, а равно и живущие в озерах входят в реки. О. рыбы в высшей степени плодовиты и число яичек у крупных особей определяется в несколько миллионов. Кроме весеннего хода в реки для нереста, О. рыбы входят местами в реки также осенью для зимовки. Держатся эти рыбы преимущественно у дна, питаются различной животной пищей: рыбой, моллюсками, червями, насекомыми. О. рыбы (именно представители рода осетр — Acipenser) имеют важное промысловое значение. Мясо их высоко ценится, еще более ценный продукт составляет икра; кроме того, плавательный пузырь дает ценный клей, спинная струна употребляется в пищу под названием вязиги; см. Осетр, Белуга и т. д.). В ископаемом состоянии О. рыбы известны лишь с эоцена. В зоогеографическом отношении весьма интересен род Scaphirhynchus, представители которого водятся с одной стороны в Туркестане, с другой в Сев. Америке, что заставляет видеть в современных видах этого рода остатки прежде широко распространенной фауны.

Н. Кн.

Осецк

(Osieck) — посад Гарволинского уезда Седлецкой губернии. Во времена Ягеллонов здесь находился огромный зверинец. Жителей к 1 января 1896 г. 921. Костел, начальная школа, еврейский молитвенный дом.

Осецкий

(Герман, в миру Александр, † в 1895 г.) — духовный писатель, епископ кавказский и екатеринодарский; образование получил в С.-Петербургской духовной академии. Сочинение его: "Преподобный Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования" (СПб., 1854).

Осечка

— явление, состоящее в том, что после исполнения всего необходимого для воспламенения заряда в оружии (разбивание капсюля в патроне при стрельбе из ружей и орудий, стреляющих унитарным патроном; воспламенение вытяжной трубки или электрического запала при стрельбе из орудий) не происходит выстрела.

Оси координат

— см. Координаты. В этой статье сказано, что называется О. прямолинейных координат, прямоугольных и косоугольных. В координатах криволинейных под О. координат подразумевают три прямые, проведенные через точку, положение которой определяют. Положение ее определяется величинами координатных параметров q1, q2, q3 трех координатных поверхностей q1 = φ 1 (x, y, z), q2 = φ 2 (x, y, z), q3 = φ 3 (x, y, z), пересекающихся в этой точке. Взаимные пересечения этих трех поверхностей называются координатными линиями. Вдоль по координатной линии пересечения поверхностей первой и второй параметры q1 и q2 остаются постоянными, изменяется только параметр q3, точно также на координатной линии пересечения поверхностей второй и третьей изменяется только параметр q1, а на координатной линии пересечения третьей и первой изменяется только параметр q2. Координатными О. называются касательные прямые в рассматриваемой точке к координатным линиям, причем положительными направлениями этих О. считаются те, в направлении которых изменяющийся параметр увеличивается. Те системы криволинейных коордннат, при которых О. координат взаимно перпендикулярны, называются ортогональными.

Д. Б.

Осиандер

(Андрей Osiander, собственно Hosemann, 1498—1552) — реформационный деятель; рано примкнул к Лютеру и в 1522 г. был первым евангелическим проповедником в Нюрнберге. Принимал участие в марбургском религиозном собеседовании (см.), в аугсбургском рейхстаге, в подписании шмалькальденских статей, в введений реформации в Пфальц-Нейбурге; написал "Harmonia evangelica" (Базель, 1537). Не желая подчиниться аугсбургскому интериму, О. в 1548 г. потерял свое место в Нюрнберге. В 1549 г. он был приглашен проповедником и профессором богословия в кенигсбергский университет. Его учение, что оправдание не есть юридический акт признания Богом неправедного праведным, а должно пониматься как передача внутренней праведности, проистекающей из мистического соединения с Христом, вызвало ожесточенный спор со строгими лютеранами, продолжавшийся и после смерти О., пока, в 1566 г., все осиандристы не были смещены с должностей, их вождь, придворный проповедник Функ, обезглавлен, а осиандризм осужден в "Corpus doctrinae pruthenicum", 1567 г. Взгляды О. изложены в его сочин.: "De unico mediatore Jesu Christo et justificatione fidei confessio" (1551). Выдающимся полемистом был и внук О., Лука О. (1571—1638), автор "Bedenken gegen Arnds wahres Christentum" (Тюбинг., 1623).

A. M. Л.

Важной услугой науке со стороны О. были взятые им на себя вместе с Шёнером труды по ведению и редактированию первого, вышедшего в Нюрнберге в 1543 г., издания сочинения Коперника: "О круговых движениях небесных тел". Как говорит предание, первый отпечатанный экземпляр этого издания, посланный великому автору, застал его на смертном одре. К первоначальному заглавию сочинения: " D e revolutionibus" O. прибавил от себя несколько искажающие его значение слова "orbium caelestium". Кроме того, он заменил введение автора анонимным собственным предисловием, в котором выразил мысль, что нет необходимости в том, чтобы гипотезы об астрономических предметах были истинны или даже только вероятны; достаточно, чтобы результаты основанных на них вычислений совпадали с наблюдениями. Эта мысль сделалась впоследствии одним из главных поводов к возбуждению преследований против книги Коперника и ее почитателей. Благодаря, может быть, изданию этой книги, имя О. приобрело известность между современными учеными, о которой свидетельствует факт посвящения ему Карданом (см.) книги: "Artis magnae, sive de regulis algebraicis liber unus" (Нюрнб., 1545). См. Do ppelmayr, "Historische Nachrichten von den Nürnbergischen Mathematicis und Kü nstlern" (1730; стр. 58—61).

B. B. Б.

Осимандий

или Осиманзиос — египетский фараон у Диодора, очевидно, Рамсес II (Уосермара); гробница О. — см. Рамессеум.

Осина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Осинин

(Иван Терентьевич, 1835—1887) — педагог. Сын псаломщика, воспитанник СПб. духовной академии, О. был в академии профессором сравнительного богословия и немецкого языка. Написал ряд статей, преимущественно по истории иностранных вероисповеданий; важнейшие из них: "Римский новый догмат о зачатии Пресвятой Девы Марии без первородного греха перед судом Св. Писания и св. предания св. отцев" ("Христианское Чтение", 1858 г., и отдельно, магистерская диссертация), "Ирвингианство" (ib., 1859, ч. II), "Взгляд на современное положение папства" (ib., 1861, ч. I), "Взгляд на характер и направление западных христианских вероисповеданий" (ib., 1862, ч. I), "О коренных свойствах и истинном значении церкви Христовой" (ib.), "О церковном состоянии Англии" (ib., 1864, ч. II), "Попытки протестантов к соединению с православною церковью в XVI в." (ib., 1865, ч. I), "Обзор 39 членов английского вероисповедания" (ib., 1866, ч. I), "Об английском священстве" (ib., 1869, ч. II), "Жизнь религиозная в Англии" ("Православное Обозрение", 1862, кн. 1). В 1867 г. О. заступил Н. А. Вышнеградского (см.) в должности начальника СПб. и царскосельской женских гимназий и много способствовал их процветанию; много сделал и для высших педагогических курсов. С 1872 г. О. выступил с рядом статей о женском образовании в "педагогическом Листке СПб. Женских Гимназий", во главе которого он стоял до 1876 г. В этих статьях он отстаивал необходимость общего образования для женщин. Те же принципы он защищал и в комиссии 1874 г. по учреждению в России высших женских учебных заведений, и в книге: "Замечания по поводу объяснительной записки по вопросу о высшем женском образовании". Интересна также его статья: "Исторические заметки о положении и образовании женщин" ("Женское Образование", 1876, кн. 6). В 1885 г. О. был сделан председателем учебного комитета ведомства Императрицы Марии, в 1886 г. — попечителем женских гимназий и почетным опекуном. Ср. "Русская Старина" (1888, № 2, 3 и 4) и некрологи в "Женском Образовании" (1887, № 2) и в "Церковном Вестнике" (18 8 7, № 10).

В. Р—в.

Осиновая

— золотосодержащая речка Енисейской губернии, Красноярского округа, впадает слева в Енисей. Некогда имела россыпи с порядочным содержанием золота, ныне истощившиеся. В 1894 г. добыто золота 1 пуд 2 фунта.

Осиновая протока

— значительный залив на левом берегу Амура, в Амурской области, 12 вер. выше Хабаровки; невысокие берега покрыты осиновыми рощами, давшими заливу и самое название.

Осиновик

(подосиновик, красный гриб; Boletus versipellis Fr. или B. rufus Schaef.) — гриб из группы Hymenomycetes, гимениальных грибов (см.), из семейства трутовиков (Polyporeae). Шляпка у О. сначала почти шарообразная, принимает затем форму зонтика, оранжево-красного и до красно-бурого цвета, сухая, молодая на ощупь подобна замше, а потом становится слегка шероховатой, снизу серовато-белая; бывает до 20 см. в поперечнике. Пенек плотный, кверху тоньше, белый с серыми чешуйками. Мясо белое, на изломе скоро становится фиолетовым. Растет в лесах, почти во всей Европе. Безвреден и употребляется в пищу.

Г. Н.

Осиновский-Крестовоздвиженский монастырь

женский, единоверческий, 3 класса — Нижегородской губернии, Семеновского уезда. С 1849 по 1856 г. существовал под именем общины, переустроенной из раскольскита Спасова согласия.

Осиновый листоед

(Lina tremulае) — жук из семейства листоедов (Chrysomelidae, см.). Цвет черновато-зеленый или синий; надкрылья красные; усики к вершине постепенно утолщаются; надкрылья яйцевидные, кзади расширенные; длиной 7 — 9 мм. Распространен в большей части Европы и встречается очень часто. Яйца откладываются весной на листья осины, тополей и ивы. Личинки желтовато-белые с черными ногами и головой; на груди и брюшке черные пятнышки; личинки (также как и жуки) скелетируют листья. Куколки буровато-желтые с черными пятнами прикрепляются на листьях вниз головой. Летом бывает 1 или 2 поколения; жуки зимуют. Приносит иногда значительный вред, в особенности в питомниках.

Осинский, Алоизий

(Osi ński, 1770—1842) — польский библиограф и филолог, член ордена пиаров. Был ректором виленской римско-католической академии и суффраганом луцкой митрополии. О. много лет работал над "Słownik pisarzy polskich" и "Sł ownik j ęzyka polskiego", оставив последний совсем готовым. После него осталось до 102 томов рукописей, разошедшихся по разным рукам. Из печатных соч. О. более значительны: "Sł ownik mytologiczny z przyt ączeniem obrazopisma" (1806—12, Варшава), О žyciu i pismach Ks. Skargi" (там же, 1812), "О žiciu i pismach T. Czackiego" (Кременец, 1811).

Осинский, Иосиф Генрих

(Osi ński, 1738—1802) — польский ученый и писатель, учился в Вене и Париже, занимал кафедру физики и математики в варшавской пиарской школе, потом был ректором коллегии в Радоме. Написал: "Fizyka doświadczeniami stwierdzona" (Варш., 1777), впоследствии в переработанном виде изд. под загл.: "Fizyka najnowszemi odkryciami pomnoźona" (4 изд., 1810), "Nauka о gatunkach szukania rudy ź elaznej" (1782), "Sposób ubezpeczaj ą cy żуc ie i maj ątki od piorunуw" (1784), "O wzroscie nauk fizycznych wdrugiej polowie wieku XVIII" и пр.

Осинский, Людвиг

(Osi ński, 1775—1838) — польский поэт и критик. Был проф. польской литературы в варшавском унив. Его лекции, в сущности бывшие только набором красивых и эффектных фраз, стали привлекать громадную толпу слушателей и создали ему славу знатока и тонкого ценителя литературы. О. вскоре стал во главе литературного кружка, старавшегося возвеличивать и раздувать последние, слабые вспышки ложноклассического направления в польской поэзии. Нарождавшаяся романтическая школа нашла в О. непримиримого врага; он писал желчные пародии на стихи Мицкевича. В борьбе старой и новой школ он не принимал непосредственного участия, но авторитет его стоял так высоко, что в Варшаве долго не хотели признавать молодых талантов. Как поэт, Осинский был мастером формы — и только; стих его — звучный и гладкий, но настолько же холодный и напыщенный. Свою литературную деятельность О. начал переводами из Корнеля ("Cyd" и "Ho r acyjusz", 1801—4 г.), Вольтера и др., потом написал две оды ("Odwr ót ź wyci ęskiego wojska polskiego" и "Na czešć Kopernikä ") и др. При жизни О. печатал немногое: в 1799 г. издал сборник стихотворений, позже — "Andromeda" и переводные трагедии. В 1861 г. вдова его издала собрание его произведений, в которое (кроме биографии О., написанной Дмоховским) вошли переводные драмы, переводные и оригинальные стихотворения, "Wyklad literatury por ównawczé j"(yнив. курс), "Mowy pochwalne i obrony Są dowa", "Krytyki i Spraw ozdania literackie" и др. См. Wojcicki, "Ostatni klassyk"; Siemienski, "Dzieł a" ("Obóz klassyków").

К. X.

Осипов, Адольф Михайлович

(род. в 1842 г.) — декан юридического факультета казанского университета и ординарный профессор гражданского права (до 1896 г.), ныне цензор в Казани; получил степень доктора гражданского права за диссертацию: "Брачное право древнего Востока".

Осипов, Архип

— см. Михайловское укрепление.

Осипов, Иван Павлович

— профессор химии в харьковском университете; род. в 1854 г. По окончании курса во 2-й харьковской гимназии, поступил на физико-химическое отделение физико-математического факультета в харьковском университете (тогда существовавшее в одном харьковском университете). В бытность студентом напечатал две работы: "О действии серной кислоты на алгилен" и "Определение длины секундного маятника для г. Харькова". По окончании курса наук в харьк. унив., О. оставался год лаборантом и три года стипендиатом на кафедру химии. К этому времени, кроме мелких заметок, относится крупная работа О.: "Об эфирных производных кислот фумаровой и малеиновой". Одно время О. учительствовал в харьк. среднеучебных заведениях. В 1885 г. он выдержал магистерский экзамен, в 1886 г. начал читать лекции в звании приват-доцента, в 1887—88 гг. был в научной командировке за границей (в Бонне и Париже). Магистерская его диссертация: "Материалы по вопросу об изомерии фумаровой и малеиновой кислот" защищена в Харькове, в 1889 г.; докторская: "Теплота горения органических соединений в ее отношениях к явлениям гомологии, изомерии и конституции" — в Москве, в 1893 г. Кроме этих трудов напечатан ряд статей в русских и заграничных изданиях. О. ежегодно читает еще публичные лекции по химии и принимает участие в деятельности харьковского общ. грамотности, как председатель комитета 1 и 3 городских читален.

Н. С—в.

Осипов, Николай Петрович

(1751—1799) — писатель, сын приказного, военную службу оставил в 1780 г. поручиком, затем служил в главном почтовом управлении. Напечатал много книг по домоводству: "Старинная русская ключница и стряпуха" (СПб., 1790), "Новейший и совершенный русский конский знаток" (1791), "Карманная книга сельского и домашнего хозяйства" (1791 и 1793) и др., а также "8 песней Энеиды Виргилиевой, вывороченной наизнанку" (1791 и 1801, с продолжением Котельницкого), "Не прямо в глаз, а в самую бровь" (1794), "Что нибудь от безделья на досуге" (еженед. издание, 1798, всего 5) и много переводов.

Осипович (А. О. Новодворский)

— литературное имя талантливого беллетриста Андрея Осиповича Новодворского. Род. в 1853 г. в обнищавшей польской шляхетской семье Киевской губернии. Нужда ее доходила до страшных размеров; часто не было хлеба в буквальном смысле слова. О. было 13 лет, когда умер отец и исчезли последние достатки. На него легла обязанность поддерживать мать и сестер. Он учился в то время в немировской гимназии, где кончил курс в 1870 г. Создав себе репутацию хорошего репетитора, он временами добывал хорошие деньги, но приходилось очень много работать, приходилось на "кондициях" жить в крайне негигиенических и унизительных условиях; это озлобило его душу и надорвало здоровье. В 1870-х гг. О. некоторое время слушал лекции на математическом факультете киевского унив., затем переехал в СПб. и в 1877 г. дебютировал в "Отеч. Зап. "повестью: "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны", за которой последовали несколько повестей — "Карьера", "Тетушка", "Сувенир", "Роман", "Мечтатели", "История", "Накануне" (в "Отеч. Зап.", "Слове" и "Новом Обозрении"). Успех, выпавший на долю "Эпизода из жизни ни павы, ни вороны", литературный заработок, давший возможность жить "роскошно", т. е. иметь собственную комнату и ежедневно обедать — все это внесло некоторый свет в угрюмую, озлобленную душу О., но не могло восстановить утраченного здоровья. В 1881 г. у него открылась скоротечная чахотка. На средства литературного фонда его отправили в Ниццу, где он, в апреле 1882 г., умер в больнице, в нищете и полном одиночестве. Неудачник в жизни, О. является неудачником и в литературной карьере своей. Только через 15 лет после его смерти, в 1897 г., повести его, разбросанные по старым журналам, да еще таким, которые запрещены к выдаче из библиотек, были изданы отдельно (СПб., 1897). Неудивительно, что они были совершенно забыты. А было время, когда "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны" возбудил чрезвычайные ожидания и когда Щедрин ставил О. выше Гаршина. Неблагоприятные условия, в которые поставила О. судьба, отозвались на его произведениях. Желание отразить то настроение, которым было охвачено поколение конца 70-х гг. и которое, по внешним причинам, не могло получить ясного литературного выражения, привело к тому, что все произведения О. представляют собой ряд аллегорий и намеков. Бесспорный дар рассказа и тонкий юмор оказались бессильными в этой борьбе с невозможностью воплотить в определенных образах симпатичные автору типы и настроения. Стремления и лица, ему несимпатичные, О. рисует утрированно резко. В общем получается малохудожественная непропорциональность и впечатление шаржа. Лучшее произведение О. — "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны": это очень оригинальная, местами блестящая смесь беллетристики и публицистики, где действующими лицами являются литературные типы — Печорин, Рудин, лермонтовский Демон, Базаров, Елена из "Накануне". Появляется на сцену и Тургенев, ведущий разговор с Соломиным из "Нови". Ср. И. И. Ясинский, в "Отеч. Записках" (1882, № 3); Скабичевский, "Сочинения" и "История новой русской литературы".

С. В.

Осипович, Александр

— польский писатель († в 1893 г.); писал о литовцах Сувалкской губернии, о ее сопках, замках и курганных древностях, а также народные повести ("О doli Antkowej na świecie", "Bytotrrech braci" и др.). Для этнографии ценна его характеристика литовцев Сувалкской губернии, в "Tygodnik Ill." за 1865 г.

Осиповичи

— безуездный город Минской губернии, Бобруйского уезда. Станция Либаво-Роменской железной дороги. Значительная отправка лесных материалов: до 1 млн. пуд. собственно из О. и около 5 млн. пуд. транзитом с отходящей от О. на с. Старые Дороги железнодорожной ветви (40 вер. длины). Лесопильный завод. Из поселка при станции железной дороги О. преобразован в город в 1900 г.

Осиповский, Димитрий Тимофеевич

— врач-писатель (1807—1881), сын Т. Ф. Осиповского (см.), воспитанник московского университета, служил с 1832 по 1870 г. при городских московских больницах и написал: "Лечение холодной водой в Александробаде в Баварии" (1839); "Кровоточивая болезнь Верлгофа" ("Врачебный Журнал", 1847), "Студенистая саркома" (ib., 1855), "Pharmacopea Mariae nos o comii Mosquensis" (M., 1858 и 1862) и др.

Осиповский, Тимофей Федорович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Осиповщина

— беспоповщинская секта; образовалась в начале XVIII в., свое название получила от монаха Осипа, незаконно присвоившего себе право принимать на исповедь кающихся и разрешать их, постригать в монахи, совершать отпевание покойников и т. д. В настоящее время О. существует под другими названиями. См. "Обличение неправды раскольнические", Феофилакта, архиеп. тверского (СПб., 1745); "Розыск", Димитрия Ростовского.

П. И.

Осирис

или Озирис (Όσιρις) — наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом в трактате: "De Iside" и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах. Популярность О. объясняется, главным образом, его отношением к загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут), О., по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой (Изидой; см.), с которой он вступил в брак еще до рождения. Заметив, что их подданные, несмотря на продолжительные царствования предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, О. и Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным образом Тот (см.) — олицетворенная премудрость. Затем О. предпринял поход в Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний. После победоносного возвращения О., брат и противник его Сет, принес на пир прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Таким образом удалось заключить в него О. и бросить ящик в Нил, который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ; там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом О., который и отнесла в Египет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу; поэтому большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или одного из его членов. Это известие, вероятно, более позднего происхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий; весьма многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены и отождествлены с О. — напр. "великий бог, предводитель западных" (т. е. покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербом находившийся у них реликварий с головой О., с незапамятных времен привлекавший богомольцев; отсюда Манефон выводит начало египетской монархии. Уже в текстах пирамид, где миф О. и его цикла оказывается сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя в царство мертвых, О. сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он и выступает в книге мертвых (см.). Каждый покойник должен был записаться в число его последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным ("Осирис NN правогласый" = то же, что у нас "покойный NN"). Осирис является добрым началом (отсюда его эпитет "Уннофру" = Онуфрий = благой) и первым человеком; миф его объяснял происхождение зла и смерти, а также борьбу плодородия — с разрушением Нила — с пустыней. Отсюда сопоставление О. с Гани, богом Нила, а также введение его в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденного мраком, то в виде ночного светила — луны, то, наконец, в виде верховного божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда его почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества. В честь О. происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря; особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Из животных О. были посвящены птица феникс и бык Апис; в форме Сераписа (см.) его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался О. в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеях масса его бронзовых статуэток; весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи. Как бог луны, О. изображался иногда с ее диском на голове и назывался в таком случае "Осирис-Иах" (месяц). Лучшее изд. трактата Плутарха "De Iside" — Parthey (Б., 1850). См. Lef é bure, "Le mythe Osirien" (Пар., 1875); Brugsch, "Das Osir is-Mysterium von Tentyra" ("Aegypt. Z.", 1881); Loret, "Les fê tes d'Osiris au mois de Khoiak" ("Recueil", III, IV и V).

Б. Т.

Осия, в Библии

— последний царь израильский, царствовавший с 730 по 722 г. до Р. X., когда Самария была взята и разрушена ассирийским царем Саргоном. Он достиг престола через цареубийство; царствование его было бесславно. Умер в плену, в Вавилоне. О нем см. 4 Цар. ХVII, 1 и след.; 2 Парал. XXVI, 1—23.

Почти современником ему был соименный с ним пророк О., под именем которого известна одна из книг так называемых малых пророков. О жизни его не имеется никаких сведений, кроме тех, которые можно извлечь из скудных автобиографических указаний в самой книге. Книга пророка О. состоит из 14 глав; в ней содержатся обличения нечестия современников пророка и ясные предсказания о гибели Самарии.

А. Л.

Осия, епископ кордовский

— епископ кордовский (около 260—359), исповедник веры при Максимине; думают, что он был ближайшим виновником обращения в христианство императора Константина, на которого имел большое влияние. Ему принадлежит первая идея вселенского собора, созванного Константином; на этом соборе он, вероятно, был председателем, ему же большинство приписывает указание на термин единосущный — ομοούσιος — о Сыне Божием. Он председательствовал также на соборе Сардийском 347 г. Горячим защитником Афанасия О. был во все время своей жизни, даже перед императором Констанцием II, приглашавшим его к своему двору в Милан. Находясь в Сирмиуме, в 355 г., под влиянием угроз смертию от ариан, О. допустил, что Отец более Сына, но по возвращении в свою епархию отрекся от этого мнения и признал безусловно правильным символ никейский. Из сочин. О. сохранились лишь два письма, к папе Юлию и к Констанцию. Его сочинение "De virginitate", о котором упоминает Исидор Севильский, не найдено. Специальная монография о нем — иезуита Маседа: "Hosins vere Hosius, hoc est Hosins vere Innocens, vere Sanctus" (Болонья, 1790).

Н. Б—в.

Оскар I

(Иосиф-Франц, 1797—1859) — король Швеции и Норвегии, сын генерала Бернадотта, впоследствии короля Карла XIV (см.); в 1810 г., когда его отец был избран наследником шведского престола, получил титул герцога зедерманландского; в 1818 г. сделался наследником престола; совершил путешествие по Германии и Италии, был и в России, в 1823 женился на Жозефине-Максимилиане-Августе-Евгении (1807—1876), принцессе Лейхтенбергской; в 1824 г. назначен вице-королем Норвегии. Не вполне сочувствуя политике своего отца, О. до этого последнего назначения уклонялся от прямого участия в политических делах. Он писал по вопросу о народном образовании и по уголовному праву; его книга о наказании и тюрьмах (Стокг., 1841; нем. пер. Лпц., 1841) пользуется значительной известностью. Написал также оперу, несколько вальсов, маршей, песен. Вступив в 1844 г. на престол, О. I принял на себя инициативу реформ в либеральном духе, не всегда встречавших сочувствие и поддержку в парламенте; при этом он старался быть столько же королем Норвегии, сколько и Швеции. В Норвегии он признал национальное знамя, упрочил свободу совести; в Швеции благодаря ему было признана свобода собраний с религиозной целью. О. пользовался значительной популярностью среди своих подданных.

В. В—ов.

Оскар II

(Фридрих) — третий сын О. I, царствующий король шведский и норвежский; род. в 1829 г.; учился морскому делу, путешествовал на военном корабле, потом посещал университет в Упсале. Всегда с особенной любовью занимался военно-морским делом, по которому часто читал доклады в шведском военном обществе, а также историей Швеции, по которой опубликовал несколько книг; наибольшее значение имеют его исследования о Карле ХII (Стокг., 1868) и военной истории Швеции (Стокг., 1859—65). Он выступал также как лирический и драматический поэт и как литературный критик; переводил Тассо, Гете. "Saml a de scrifter" (собрание сочинений) О. вышло в Стокг. в 1875—90 гг. Многие из его сочинений, как в прозе, так и в стихах переведены на иностранные языки: на русский Головиным: "К юбилею Оскара I, 9 января 1889 г." (СПб. 1889), Кореандером: "Несколько листков из дневника" и "Речь о Карле XII" (СПб. 1890). В 1857 г. О. женился на принцессе Софии Нассауской (род. 1836); в 1872 г. унаследовал после брата Карла XV трон Швеции и Норвегии. Шведский риксдаг отказался вотировать расходы на его коронацию; О. короновался на свой счет. Несмотря на либерализм, унаследованный от отца, на литературное и научное образование, на привлекательность личного характера, Оскар II много раз имел столкновения с народным представительством, в особенности норвежским; последнее настаивает (особенно с 1885 г.; см. Норвегия) на отделении иностранной политики Швеции от иностранной политики Норвегии, король же твердо и решительно противится всем подобным постановлениям стортинга, смело вступая в конституционные конфликты. В 1893 г. норвежский стортинг уменьшил цивильный лист короля на 80000, содержание наследника престола — на 50000 крон. В последние годы популярность короля в Норвегии значительно поколеблена — О. охотно покровительствует литературе и науке, в особенности полярным экспедициям. У О. четыре сына: Густав-Адольф, герцог Вермландский, наследник престола (род. 1858 г.), в 1881 г. женившийся на принцессе Виктории Баденской; принц О., герц. Готландский (род. 1859), отказавшийся от всяких прав на престолонаследие и принявший имя принца Бернадотта; принц Карл, герцог Вестготландский (род. в 1861 г.); принц Евгений, герцог Нерикский (род. в 1865 г.).

Оскар II (дополнение к статье)

— король шведский и норвежский. Со второй половины 1890 гг. находился в систематическом конфликте с норвежским стортингом (см. Норвегия). В 1905 г. отказав в санкции закону об отдельных консульствах для Норвегии, он принудил этим популярное министерство Михельсена выйти в отставку, но не мог сформировать нового кабинета и таким образом вызвал внеконституционное состояние страны. Это привело к тому, что норвежский стортинг признал короля Оскара переставшим царствовать в Норвегии. Несколько позднее решение стортинга было подтверждено народным референдумом. Таким образом в 1905 г. О. потерял норвежскую корону и сохранил только корону шведскую. Он отказал в разрешении кому бы то ни было из его сыновей занять норвежский престол, который окончательно потерян как для него, так и для его династии. Когда это совершилось, О. не попытался обострить конфликта и вызвать войну, чего опасались многие. Новое издание его "Samlade Skrifter" появилось в Стокгольме в 1894 г. В 1896 г. в Берлине появился немецкий перевод его речей. См. Linck, " Konung О. II " (Стокгольм, 1897), Rydfors, " Konung О. II " (там же, 1897); Beyer-Boppard, "Ein Senior von Europas Monarchen" (Лейпциг, 1901).

Оскерко

— дворянский род, герба Мурделио, восходящий к концу XV в. Антон О. († в 1733 г.) был писарем великим литовским (1724), потом каштеляном новогрудским. Гервазий-Людвиг († в 1770 г.) был великим чашником и великим референдарием литовским. Род О. внесен в VI и I части родословной книги Волынской, Гродненской и Минской губерний.

В. Р.

Оски

(Osci, Opsci, Όσκοι, Όπικοί) — считавшие себя италийскими автохтонами, составляли ветвь умбрийского племени и занимали, в доисторическую эпоху, Среднюю Италию, часть Лация и Кампанию. О происхождении осков не имеется положительных сведений; по гипотезе Нибура, они ничего общего не имели с греками, по мнению же других ученых принадлежали к пелазгической ветви. Во всяком случае в них видят пришлое племя, которое вытеснило Сикулов и заняло вышеназванные местности. По свидетельству древних, к их племени принадлежали латины и римляне; это сообщение надо понимать в том смысле, что до времени гегемонии Рима оскский язык был объединяющим началом розно существовавших общин. Это последнее положение доказывается близким сходством древнелатинского языка с оскским (напр. abl. sing. в обоих диалектах оканчивается на d, gen. sing. I скл. — на as и т. д.), столь близким, что литературный памятник оскского языка — Ателланы, — был распространен в Риме и понимаем всеми. В историческую эпоху на оскском языке говорили самниты, гирпины, северные апулийцы, кампанцы (со времени самнитского завоевания), луканцы, брутийцы, мамертинцы, причем во время союзнической войны (90—88 до Р. Х.) этот язык был признан официальным у союзников; от этой эпохи дошли до нашего времени монеты с оскскими надписями. В Геркулане и Помпее оскский язык был в употреблении до самой гибели этих городов. Оскское племя в историческую эпоху уже не существовало; самниты совершенно слили его с собою, и только название оскского языка, усвоенного победителями, указывает на прошлое существование О. племени, так как иначе язык самнитов назывался бы самнитским. О памятниках оскского языка см. Надписи. Ср. О. M ü ller, "Die Etrusker" (1828); Grotefend, "Rudimenta linguae Оsсае" (Ганновер, 1839); Lepsius, "Inscriptiones Umbricae et Oscae" (Лпц., 1841); Curtins, "Das Oscische u nd die neuesten Forschungen darü ber" ("Ztschf. f. A. W.", 1847, № 49, 50, 61—63); Th. Mommsen, "Die Unteritalischen Dialecte" (1850); Huschke, "Die Oskischen und Sabellischen Denkm ä ler" (Эльберфельд, 1856), Цветаев, "Sylloge inscriptionum Oscorum" (СПб., 1878); Planta, "Grammatik der Oskisch-Umbrischen Dialecte" (Страсбург, 1892); Kn ötel, "Der Opisch-lateinische Volksstamm, seine Einwanderung und Verbreitung in Italien" (1853).

Н. О.

Оскол

— большая, тихая река, проходящая в меридиональном направлении по восточной окраине Курской губернии, по Бирючскому и Валуйскому уездам Воронежской губернии, по Купянскому и Изюмскому уездам Харьковской губернии и впадающая в Сев. Донец, несколько ниже города Изюма. Верховья лежат близ города Тима; окружающие высоты поднимаются до 125 саж. Все течение О. 360 в. Высота уровня воды при верховье 80 саж., все падение О. 50 саж., в среднем, падение будет на 10 вер. — 1,4, но верховье чрезвычайно круто, а низовье — плавное. Падение от города Старого Оскола, находящегося в расстоянии от верховья 60 вер. — 35 саж., что на десять верст дает 1,166 сажен, почти втрое круче среднего течения Дона или Днепра. О. весьма живописен: не имея нисколько суровости характера от скал в берегах, река окаймлена высокими обрывистыми берегами, часто меловыми, иногда из пестрых песков и мергелей. Особенные крутизны находим по реке Апочке в верхнем течении О.; затем в средней части (село Атаманское, у Орлика и Ольшанки). Берега, высотой в 20—25 саж., густо заросли дубняком, вязами, липами, ясенем, осокорем; плавные поймы широко зеленеют внизу; в красных песках резко белеют 10 саженные меловые утесы. В Ново-Оскольском у., в селе Холки на берегу р. О., и по реке Холке в меловой береговой скале ископаны обширные пещеры. Крупные высоты (до 100 саж.) окаймляют течение р. О. у гор. Ст. Оскола. Высоты эти тянутся на 40 вер. Затем отдельные гряды их повторяются у города Нового Оскола по обоим берегам, но высокие холмы далее отступают от реки. При вступлении О. в Воронежскую губ. есть еще высоты в 80—90 саж. Местность в Бирючском у. становится очень пересеченной. Ниже высота береговых холмов понижается и, начиная с Чернянки, русло начинает сильно заноситься песком; тальвег расширяется, река ищет русла. У гор. Валуек долина очень широка — до 3 вер. Ниже Валуек на 15 вер. снова подходят живописные холмы в 85 саж. и сжимают русло подступая к реке; разница высот 40 саж. (на харьковской границе). Здесь оба берега высоки. От Купянска долина еще расширяется. У Старого Оскола оба берега широко покрыты лесом; ниже группы рощ дубов и лесов чередуются с полями. Начиная от Халани до Нового Оскола — сплошной, крупный лес; ниже к Купянску нет лесов. О. течет среди сплошных меловых образований, покрытых здесь олигоценовым ярусом снежно-белых песков, до 6—8 саж. толщины; верхняя часть их апельсинного цвета. Интересно высокое поднятие в Старом Осколе меловых толщ, в которых ходы, пещеры и пр.; на уровне воды реки, в колодцах, обнаружен фосфоритовый слой (сеноманский ярус меловой системы), на уровне 65 саж.

Н. К.

Осколки

— еженедельный иллюстрированный карикатурно-юмористический журнал, издается в СПб. с 1881 г. Редакторы-издатели Н. А. Лейкин и Р. Р. Голике.

Оскопление

— см. Кастрация.

Оскорблениe власти

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оскорбление

— см. Обида.

Оскорбление Величества

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оскорбление военного караула или часового

— специально предусмотрено с 2861 ст. Уложения о наказаниях; наказание — как за О. должностных лиц вообще. Понятие военного караула и часового определено в прим. к ст. 286 1 одинаково с воинским уст. о нак. (см. О. по военно-угол. зак.), но добавлено, что военным караулом признаются также чины отдельного корпуса жандармов, при оказании им вооруж. сопротивления во время исполнения ими своих служебных обязанностей. По проекту угол. улож., О. военного караула или часового составляет квалифицированный вид О., облагаемый тюрьмой, вместо ареста или денежной пени.

К.-К.

Оскорбление по военно-уголовным законам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оскорбление святыни

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оскулум

(Osculum) — выходное отверстие губок, не соответствующее по происхождению бластопору. Около него имеются иногда волокна, похожие на мышечные. Число О. не всегда соответствует числу особей в колонии губок, у которых самое понятие об особи не имеет определенного значения.

В. М. Ш.

Осламка

асланка (Астр.) — одномачтовое палубное ручное судно, прочный дощаник, 5—7 саж. длиной, для развозки товаров по прибрежным (Каспийским) местам; на них ходят, торгуя всякими товарами, осламы (осламщик — торговец).

Ослон

— употребляемый в кустарном ружейном мастерстве станок для просверливания ружейных стволов. См. Б. Дознанский, "Сурковый промысел и воронцовские винтовки" ("Природа и Охота", 1878, X).

Ослоп

— простейшее ударное оружие, упоминаемое впервые летописями с XV в.; служило для вооружения беднейших ратников. Это была дубина, толстый конец которой был утыкан железными остриями или окован железом.

Ослябя

(Роман, в монашестве Родион) — боярин, инок Троице-Сергиевой Лавры. По сказаниям о Мамаевом побоище, сопровождал, вместе с иноком Пересветом, великого князя Димитрия в походе против татар, по повелению св. Сергия, и принимал участие в Куликовской битве, где и убит. Могила О. — близ Симонова монастыря под Москвой.

Ослянская пристань

— на реке Чусовой, Кунгурского уезда Пермской губернии, в ведении Гороблагодатовского горного округа. Сюда ввозятся металлы и изделия заводов всего округа для отправления в караван.

Осма

или Осьма (турецк. Осем, лат. Escamus) — pека в Болгарии, берет начало у городка Троян, на северном склоне Балкан, впадает в Дунай против устья реки Алуты под Никополем.

Осман

(сын Аффана) — зять Мохаммеда, третий халиф (644—656), один из пяти лиц, которым доверил выбор халифа умирающий Омар. При нем арабы, продолжая начатые Омаром завоевания, покорили область Карфагена (648), остров Кипр (649) и докончили покорение Персии (к 651 г.). Внутри халифата при О. усилилась рознь между искренними мусульманами и людьми светского направления мыслей, принявшими ислам (как напр. Омейяды; см.) лишь по необходимости и ради выгод. Семидесятилетний, бесхарактерный О., при всей своей набожности, подчинился влиянию своих ближайших родственников, Омейядов и постепенно роздал все важнейшие и доходнейшие военноначальнические и гражданские места жадным и неверующим мекканским аристократам, обижая ближайших родственников пророка и его старейших сподвижников. В 653 г., во время войны с Арменией, обнаружилось различие чтений Корана в иракском и сирийском войске. О. велел Зейду ибн-Сабиту собрать все суры и установить одну окончательную редакцию. Куфийцы, среди которых жил знаток корана Абдоллах ибн-Масуд, обиженный, что не ему поручено было это дело, обвинили халифа (неосновательно, впрочем) в подделке и воспользовались этим случаем, чтобы возмутиться против наместника О. Наступило брожение и в других городах, тайно поддерживаемое Алием, Аишей, Амром (смененным наместником Египта), Мохаммедом, сыном Абу-Бекра, Тальхой, Зобейром и др. В середине 655 г. О. созвал в Медину провинциальных наместников, для совещания об опасном положении государства, но съезд этот не привел ни к каким результатам. В апреле 656 г. к Медине подошла тысячная толпа египтян, куфийцев и басрийцев, с сыном Абу-Векра во главе, требуя, чтобы халиф переменил образ правления. О. обещал сместить Омейядов; но, по бесхарактерности, ничего не сделал. Бунтовщики возвратились в Медину и, когда О. отклонил небескорыстный совет Алия отречься от престола, осадили его дом. Через 10 недель, получив известие о приближении к Медине омейядских войск Моавии (см.) из Сирии и ибн-Амира из Басры, бунтовщики ворвались в дом О., убили его за чтением Корана (17 июня 656 г.) и, сообща с мединцами, возвели на престол Алия.

А. Крымский.

Осман Аль-Гази

(или Отман; Аль-Гази — завоеватель) — первый султан турецкий, сын князя Эртогрула; родился в Вифинии, в 1259 г.; в 1288 г. наследовал своему отцу в господстве над турецкими ордами, поселившимися во Фригии. По его имени они стали называться османскими или Османами. О. сделался основателем Турецкого или Османского царства, объявив себя в 1299 г. независимым и приняв титул султана. Ему вскоре удалось завоевать всю зап. часть Малой Азии. Ум. в 1326 г.

Осман Дигма

(точнее О. Дигна, от арабск. dikn — борода) — арабский полководец, француз по происхождению (первоначальное его имя — Жорж Низбе); род. в 1836 г. В 1849 г. его родители выселились в Александрию, где отец скоро умер, а мать вышла замуж за торговца невольниками О. Молодой О. перешел в магометанство, окончил курс в военной школе в Каире и сделался помощником вотчима, а после его смерти — его наследником; жил он по преимуществу в Суакине, где приобрел значительное влияние. В 1881 г. он потерял большую часть состояния, вследствие конфискации англичанами его невольничьих кораблей; раздраженный этим, он, во главе собранного и организованного им отряда в 20000 чел., присоединился в 1882 г. к восстанию, поднятому его школьным товарищем и другом Араби-пашой; затем он перешел на службу к Махди (см.). Несмотря на переменное военное счастье, он скоро овладел всем восточным Суданом; ему удалось отрезать от Египта Хартум, который был, вследствие этого, взят Махди. В одной из битв с англо-египетскими войсками О.-Дигма лишился руки. В 1887 г. он укрепился в Токаре, затем в Гандубе, откуда пытался, но неудачно, завладеть Суакином. В конце 1888 г. ген. Гренфелль нанес ему сильное поражение, подорвавшее его власть и значение.

Осман Дигма (дополнение к статье)

— после поражения Махди при Омдурмане 2 сентября 1898 г. продолжал еще сопротивление англичанам. Когда дервиши были еще несколько раз разбиты и царство махдистов окончательно пало (ноябрь 1899), О. Дигма некоторое время скрывался; в январе 1900 г. он предан в руки англичан и с тех пор содержится в плену в Розетте (в Нижнем Египте).

В. В—в.

Осман-паша

— 1) турецкий вице-адмирал, получивший воспитание в египетской морской школе. 30 ноября 1853 г., при начале восточной войны, эскадра его, стоявшая под Синопом, атакована была русским адмиралом Нахимовым и совершенно уничтожена. Взятый в плен, О. проживал в Одессе до 1856 г., когда получил свободу и сделан был членом турецкого адмиралтейств-совета. 2) О. Нури-Гази — известный турецкий генерал и военный министр; род, в 1837 г.; учился в константинопольской военной академии; во время восточной войны 1853—56 гг. состоял в корпусе Омера-паши, затем принимал участие в усмирении друзов и кандиотов (1860 и 1867 гг.); в 1875 г. получил в командование корпус, собранный у Виддина для действий против сербов; отличился в боях под Зайчаром и Извором. В русско-турецкую войну он прославился искусной и упорной обороной Плевны (см.) и сдался лишь после неудачной попытки к прорыву у Дольнего-Нетрополя. За бой 18 июля под Плевной султан даровал ему титул "гази" (победоносный). В греко-турецкую войну (1897 г.) О.-паша был назначен главнокомандующим действующей армии.

Предыдущая страница Следующая страница