Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "О" (часть 2, Обе - Обо)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "О" (часть 2, Обе - Обо)

Предыдущая страница Следующая страница

Обеспечение договоров

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обеспечение доказательств

— см. Доказательства.

Обеспечение иска

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обеспложивание

— см. Стерилизация.

Обет

— на языке христианского нравственного учения есть данное Богу обдуманное обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в узком смысле слова. К первым относят О., даваемый при крещении быть верным И. Христу и его учению, О. добросовестного служения обществу в какой-либо должности и т. п. К О. в узком смысле относятся обещания совершить какое-либо особое дело, например, по вполне успешном окончании какого-либо предприятия, уделить ту или другую часть полученных выгод на построение сельского храма, школы или иного благотворительного учреждения. Еще разделяют О. на личные (например, О. поста, воздержания и т. п.) и вещественные (О. материального пожертвования на доброе дело), на пожизненные (О. монашеские), временные и т. д. Против О. возражают (протестанты), что христианин обязан и без О. делать добро, насколько достанет сил, что исполнение О. имеет характер как бы платы Богу за благодеяние и т. п. На это отвечают, что добрые дела, совершаемые по О., служат свободной жертвой угождения Богу, возникающей не из сознания обязанности только, но и из более сильного, чем обязанность, чувства к Богу; вместе с тем они являются нравственно-дисциплинарной и педагогической мерой, полезной для приобретения навыка в добре. В этом смысле учение об обетах обосновывается на советах Св. Писания (1 Кор., 7, 8, 38; Исх., XIX, 21; Псал., 75, 12 и др.) и на содержащихся в нем примерах. С О. в сущности тожественны "добрые намерения", твердо и открыто выраженные перед обществом, например намерение соблюдать трезвость и т. п. Содержание О. должно быть нравственно и физически возможно и не должно быть противно каким бы то ни было обязанностям дающего О. Предметом О. должно и может быть все, относящееся к области христианской добродетели в обширном смысле. Лицо, дающее обет, должно иметь право располагать собой и своей собственностью. Неисполнение свободно данного О. составляет тяжкий грех перед Богом (Второзак., XXIII, 21-22; Лев., XXVII; Еккл., V, 3-4 и др.). Обет может быть прекращен или приостановлен исполнением, когда, по обстоятельствам, исполнение его становится невозможным, или когда он перестает быть средством к осуществлению добродетели, когда не существует более цели О., когда давший О. разрешен от него, в установленном порядке, церковной властью, в интересах личного духовного блага давшего О. или в интересах церкви и нравственности вообще. См. архим. Сергий, "Об обетах" ("Прибавление к твор. св. отцов", 1858, т. XVII).

Н. Б-в.

Обетованная земля

— библейское название Палестины, как страны, предоставленной во владение избранному народу израильскому во исполнение древнего обетования её Аврааму и другим родоначальникам народа. См. Палестина.

Обеты монашеские

— см. Монашество.

Обжа

— древняя поземельная единица в Новгородской области. На вопрос Иоанна III новгородцам: что их соха? они отвечали: "3 обжа соха, а обжа один человек на одной лошади орет". В 1556 году поместье в 16 обеж заменено 300 московскими четвертями, что составило по 20 четвертей на О.; — в 1593 году 7 обеж без трети равнялись 67 четям без трети; здесь на О. приходится 10 четвертей. Разница произошла, вероятно, от верстания земли: в первом случае земля могла быть плоше, во втором — лучше. От 1568 года имеем пример зачета О. вдвое: один участок в Осначевской деревне значится по оброчной сотной в 1/3 О., а по купчей в 3/4 О. Межевыми инструкциями 1754 и 1766 годов велено мерить на О. по 10 четвертей или 5 десятин в поле, а в дву потомуж. В XVI в. существовала еще малая обежка, но размер ее неизвестен.

Обжалование

— см. Апелляция, Жалоба, Заочное разбирательство и решение, Кассация, Предварительное следствие, Частная жалоба.

Обжигание

— см. Известь, Глина, Гончарное производство, Кирпичное производство, Руды и их обработка, Фарфор, Фаянс.

Обжимка

— см. Ковка, Кузнечное мастерство.

Обжинки

— В России и в некоторых других странах по окончании жатвы женщины сплетают из хлебных колосьев венок и одна из них, самая красивая, несет этот венок на голове к хозяину поля, в сопровождении подруг, распевающих песни о том, что жатва благополучно кончена и что хозяин должен угостить потрудившихся жниц. Хозяин — в старое время большей частью помещик — угощал жниц водкой; венок сохраняли до ближайшего посева, когда из венка выколачивали зерна, и при посеве бросали их первыми. В обжинковых песнях сохранились воспоминания о крепостном быте: похвала пану, легкая насмешка над жницами соседнего пана, порицание эконома. Большинство обжиночных песен, видимо, сложено женщинами и отличается мягкостью, задушевностью и важностью. Встречаются местами прекрасные, художественные описания природы. Обжинковые песни славянских народов весьма сходны между собой. Обрядовое употребление венка на О. ныне редко встречается, но в старое время оно было свойственно всем славянским народам. В малорусских песнях венок называют "Пелехатым", т. е. кудрявым, золотым. Местами венок катают по полю (кое-где в Малороссии), местами прячут за киотом (в Белоруссии). Вместо венка в Германии сохраняют последний обжиночный сноп. В Англии, в конце прошлого века, дожиночный сноп наряжали, с песнями несли домой и хранили до следующей жатвы. Из обжиночных обрядов самый характерный — завивание бороды ("Спасова борода"). Обычай этот и ныне весьма распространен в Малороссии, Белоруссии, Великороссии, встречается в Австрии, Германии и Англии. По окончании жатвы оставляют несжатой горсть жита, которую связывают в пучок, украшают цветами или лентами и нагибают колосьями к земле. Кругом "бороды" вырывают траву и зарывают в землю несколько зерен, взятых из колосьев бороды. Жницы бросают при этом через голову зерна и поют песни в честь бороды. Из песенного выражения: "отце тоби, борода, хлиб, силь и вода", видно, что прежде, местами, бороде приносили жертвы. В основе обряда лежит древнее поклонение полевому духу, как подателю плодородия. С этим связано немецкое поверье, что скосивший последний колос может поймать демона. Об обжинковых обрядах и поверьях см. Mannhardt, " Baumcultus"; Мандельштам, "Опыт объяснения обычаев"; Афанасьев, "Поэт. воззрения славян" (III); Спенсер, "Описат. социология" (I, 179 и др.); "Этнограф. Обозрение" (1889, кн. III). Песни обжиночные — в сборниках Чубинского ("Труды этн.-стат. экспедиции", т. III), Головацкого ("Галиц. и Угор. песни", IV т.), Терещенко ("Быт рус. народа", т. V), Kolberg (в I т. "Pokucie"), Коперницкого (в XI и XII т. "Zbi ò r Wiadom."), Ястребова ("Сербск. песни", стр. 173).

Н. С-в.

Обжорный ряд

— место торга готовым кушаньем для простонародья. Такой О. ряд в Петербурге был прежде в Апраксином переулке, в Москве — близ Сухаревой башни. В иных местах (например, в Туле) О. ряд называется харчевным рядом. О. и харчевные ряды служили оброчными статьями. Так, например, указом 1687 г. харчевный ряд в Туле отдан в пользу церковников.

Обзол

— край доски, вырезанной из круглого бревна и не обрезанной по краям. Обзольные доски, как более дешевые, употребляют обыкновенно для наружных плотничных работ — обшивок, настилок и т. п.

Обзор

— ежедневная политическая и литературная газета, выходила в Тифлисе, с 1878 по 1883 гг. Редактор-издатель Н. Николадзе (см.). Газета много раз подвергалась приостановкам; в 1880 г. она выходила всего полгода, в 1881, 1882 и 1883 гг. вышло только по одному №.

Обзор акцизов

— еженедельный журнал, выходивший в Житомире, в 1883 г. Редактор-издатель С. И. Соколов.

Обзор внешней торговли России

— издание департамента таможенных сборов; выходило в 1870 — 1872 гг., по два раза в год (ч. 1 — торговля по Европейской границе, ч. 2 — по Азиатской). С 1873 по 1895 г. — "Обзор внешней торговли России по Европейской и Азиатской границам", ежегодно по одному тому. С 1896 г. — "Труды статистического отделения Департамента таможенных сборов".

Обзор графических искусств

— журнал печатного дела, выходил два раза в месяц, в СПб., с 1878 по 1885 гг. Редакторы-издатели Р. К. Шнейдер, потом Э. Гоппе.

Обзор известий о Русско-турецкой войне 1877 г.

— двухнедельное издание, выходившее в СПб. с 15 июля по 15 августа 1877 г. Редактор-издатель Александр Беренс.

Обзор Первой всероссийской выставки печатного дела

— издавался распорядительным комитетом выставки, под редакцией Р. Голике, в СПб., два раза в неделю, с 20 февраля по 15 июня 1895 г. Всего вышло 34 №№.

Обзор хлебных и товарных рынков внутренних и заграничных

— ежедневная газета, выходила в СПб., в 1884 г. Редактор-издатель Роберт Пец.

Обида личная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обида личная в уголовном праве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обидящая свеча

— существующий местами в России (у донских казаков, у малороссов) обычай ставить в церкви свечу нижним концом вверх, на погибель неизвестного вора. Термин "О. свеча" существует в Области Войска Донского; в других местах обычай не имеет особого упоминания. Он отмечен в одном малорусском судебном процессе о колдовстве 1705 г. В основе обычая лежит, очевидно, древнее отожествление души и вообще жизни с огнем.

Н. С-в.

Обильное число

(Nombre abondant) — О. числом называется такое, сумма всех делителей которого (включая единицу) более самого числа; например, 18 делится на 1, 2, 3, 4, 6, 12; сумма их 28, следовательно, 18 есть О. число. Числа, сумма делителей которых менее числа, называются недостаточными (nombre dé fectif). Числа, сумма делителей которых равна числу, называются совершенными числами (nombre parfait), таковы: 6, 28, 496, 8128. Такое число всегда оканчивается цифрой 6 или 8.

Д. Б.

Обинье

(Теодор-Агриппа d'Aubign é, в латиниз. форме Albinaeus, 1550 — 1630) — французский поэт и историк, убежденный гугенот, ученик Беза. О. вынес много преследований и даже при Генрихе IV, другом и советником которого он был, не нашел полного спокойствия. После смерти Генриха он был впутан в распри принцев королевского дома и переселился в Женеву, где дожил до четвертого смертного приговора, оставшегося неисполненным. Тревоги жизни воспитали в О. Ювенала XVI в., сатирическое описание которого он дал в своей насчитывающей до 9000 стихов поэме: "Le Tragique" (нов. изд., П., 1616). Мастером политического памфлета выказал себя О. в своей брошюре против Кончини: "Aventures du Baron de Foeneste" (Майль, 1618 и чаще; нов. изд. П., 1855). Чрезвычайно интересны его мемуары "Histoire secr è te" (Кельн 1729-23; под заглавием "M é moires", П., 1854). Важный исторический источник его "Histoire universelle 1510-1601" (Майль, 1616-1620). "Oeuvres compl è tes" О. изданы в Париже, 1872 слл. Сын О., Констан д'О. — отец маркизы де Ментенон.

Ср. R éaume, "Etude historique et litté raire sur d'A." (П., 1883); Morillot, "Discours sur la vie et les oeuvres d'A." (ib., 1884); Salis, "A grippa d'Aubigné " (Гейдельберг, 1884); ст. А. Веселовского в "Вест. Европы" (1889).

Обиньяк

(François Hédelin, abbé d'Aubignac) — французский писатель (1604 — 1676). Последователь Буало в теории поэзии, О. играл довольно видную роль в эстетических контроверзах своего времени. Его "Pratique du Th éâ tre" (П., 1669) — свод воззрений Аристотеля и академии на драму; это одно из первых произведений французской классической поэтики. О. не был членом академии и, собрав вокруг себя общество литераторов, просил короля разрешить образование из этого кружка второй академии ("Discours an roi sur l' établissement d'une seconde Acadé mie dans la ville de Paris", 1664), но безуспешно. Кроме того, О. написал: "Trait é de nature des satyres, brutes, monstres et démons" (1627), "Térence justifié " (1646), "Histoire du Temps, ou relation du Royaume de Coquetterie, extraite du dernier voyage des Hollandais aux Indes du Levant" (1659) — небольшое произведение, из-за которого автор рассорился с m-lle de Скюдери (см.), увидевшей в нем подражание ее "Carte de Tendre"; "Dissertations concernant le po ème dramatique, en forme de remarques sur les deux tragédies de M. Corneille" (1663); "Macarise, ou la reine des îles Fortuné es" (1664) — философский роман, где излагается учение стоиков.

Ср. Sallengre, "M émoires de littérature" (1715); Heinrich von Stein, "Die Entstehung der neueren Aesthetik".

A. Горнфельд.

Обиточная

— коса на северном берегу Азовского моря, между косами Бердянской и Федотовой. У начала косы, с западной стороны ее, впадает речка того же имени. Тут же селение Обиточное.

Обитуарии

(от лат. obitus — отшествие, кончина) — церковные памятники в средневековой латинской церкви, заменившие прежние диптихи и соответствующие византийским и особенно древнерусским синодикам. Иногда они носили также название книги мертвых (libri mortuorum), ежегодника (в монастырях — livre anniversaire) и книги жизни (liber vitae). Они велись в монастырях, кафедральных и коллегиальных церквах; в них заносились имена умерших епископов, каноников, аббатов, братий монастыря, благотворителей и других лиц, почему-либо близких монастырю, даже иностранцев. По Мабильону, они получили начало с VI в., в бенедиктинских монастырях. В том же столетии они появились и в Англии. По кончине аббата или благодетеля монастыря, монахи отправляли для объявления о ней нарочного (rotulus) по всем монастырям и церквам диоцеза, и в каждом из монастырей имя умершего заносилось в обитуарии, с обозначением дня его кончины. Запись была неодинакова для аббатов (и вообще лиц замечательных) и для простой братии; о первых значилось: depositio Domini NN, abbatis, о вторых просто: obiit. О. делились на отделы, соответственно монастырским рангам: на первом месте — аббаты, на втором — прочие монастырские чины и братия; в особых отделах значились имена царственных особ. Часто О. соединялся в одной книге с "монашеским правилом". При именах благотворителей обозначались их благотворения, что, вместе с встречающимися детальными сведениями о епископах и аббатах, сообщает О. значение исторического первоисточника.

Н. Б-в.

Обиход церковный

одна из богослужебных книг православной церкви, в, которой церковные песнопения, находящиеся в постоянном употреблении при богослужении общественном, положены на ноты церковных напевов, для руководства на клиросе. В "Обиходе нотного пения" содержатся главные песнопения вечерни, утрени, литургий Златоуста, Василия Великого и преждеосвященных даров, кондаки, тропари, светильны, величания, припевы и пр. Кроме обыкновенного О. есть еще сокращенный, называемый также "учебным", так как он назначается для обучения церковному пению в духовных училищах, хотя употребляется и в церкви. В нем печатается азбука нотного пения. Кроме песнопений, заимствованных из большого О., в учебном О. помещаются из нотного Октоиха догматики или Богородичны восьми гласов, из нотного Ирмология — ирмосы.

Облава

— способ охоты, при котором звери, а иногда и птицы, выгоняются в более или менее определенное место, где их поджидают охотники. В состав О. входят распорядитель ее и его помощники, загонщики или кричане и стрелки. От распорядителя зависит выбор места, установка кричан и стрелков и, вообще, порядок производства охоты. Место, назначенное для охоты, со всех сторон, за исключением стрелковой линии, окружается загонщиками, расставляемыми в 25-100 шагах один от другого; по стрелковой линии размещаются охотники, обыкновенно, на расстоянии ружейного выстрела (70-100 шагов) друг от друга [Стрелковая линия на О. промышленников заменяется иногда тенетами. Ср. Климецкий остров.]. Расстановка, как загонщиков, так и стрелков производится с соблюдением возможной тишины, причем стрелки становятся под защитой кустов или деревьев; в зимнее время охотники надевают иногда белые балахоны, чтобы меньше выделяться на белом фоне снега. Загонщикам раздаются, для производства шума и треска, трещотки всевозможного устройства, дубины, а также топоры. Для уменьшения числа загонщиков, их заменяют иногда, преимущественно на флангах (сторонах, примыкающих к стрелковой линии), веревкой с навешанными цветными флагами, пугающими зверей. О. бывают подвижные и неподвижные; в первом случае загонщики, по данному сигналу, постепенно двигаются к охотникам, во втором же — О. стоит на месте и звери выгоняются на охотников исключительно одним шумом; в неподвижных О. внутрь круга входят иногда ерши (см.), а также пускают лаек или гончих собак, выпугивающих окруженных О. животных. О. производится или последовательно, одна за другой, в различных частях леса, где предполагаются звери, или же ею оцепляется определенное место, где заранее уже был обложен зверь.

Обклад или оклад зверей производится зимой следующим образом: найдя свежий (недавно проложенный) след зверя, окладчик делает ряд последовательных кругов, до тех пор, пока зверь не очутится в кругу, что обнаруживается по отсутствию выходного из круга следа; при окладе целого табуна животных, количество попавших в круг определяется путем вычета числа выходных из числа входных в круг следов. Круг или оступ, в котором обложен зверь, постепенно обрезывается, т. е. уменьшается через исключение из него таких окраин, в которых, при ближайшем и подробном изучении местности, нельзя предполагать присутствия зверя. При установлении в таком кругу направления стрелковой линии имеет большое значение пята, т. е. входной след животного, которым, по общему правилу, звери и стремятся выйти из круга при О. От описанного вида О. отличаются облава котлом (см. Зайцы) и нагоном по псковскому способу (см. Егерь). Во избежание споров, недоразумений и несчастных случаев, в каждом организованном охотничьем обществе устанавливаются обязательные для всех участников правила облавных охот. Охотничьи О. возникли в Западной Европе, во время феодального строя, перешли из Германии в Остзейский край и Польшу, и отсюда, в первой половине текущего столетия, проникли в русские губернии. О. представляют весьма действительное средство для истребления волков и, на основании ст. 790 общ. губ. учрежд. (Св. Зак., т. II, изд. 1892 г.), могут быть назначаемы становыми приставами, "если где-либо умножатся необыкновенно волки, медведи и другие хищные звери, которые будут угрожать или вредить стадам и людям". В губерниях Царства Польского и Курляндской, О. на хищных зверей могут быть назначаемы не только владельцами охотничьих участков, но и по распоряжению полиции, причем от участия в полицейской О. никто из местных жителей не может отказываться без особо уважительных причин; частные О. делаются там не иначе, как с ведома местной полицейской власти (Св. Зак., т. XII, ч. 2, изд. 1893 г., ст. 213-219). В Финляндии производство О. на хищных зверей возложено на общины, для чего каждый приход должен содержать за свой счет охотничьего старосту.

Ср. Вредные животные; Л. П. Сабанеев, "Способы истребления волков" ("Природа и Охота", 1878, VIII и след.); князь А. Урусов, "Облавные охоты на копытчатых зверей в Европейской России" (там же, 1883, V); Дмитриев-Мамонов, "Охота с псковичами на волков и лисиц" ("Журн. Охоты", 1874, VIII); Л. Львов, "Преимущества правильной зимней О." (там же, 1876, XII); H. Ю. Анофриев, "Правила облавной сборной охоты" ("Карманный охотничий календарь на 1893 г.").

С. Б.

Обладис

(он же Прутцербад) — тирольский, в Австрии, курорт, с двумя источниками: щелочным, употребляемым исключительно для питья, и сернистым, служащим для ванн. Курорт расположен на высоте почти 1200 м. над уровнем моря, в живописной местности, защищенной горами. Недурно устроенное заведение. Жизнь дешева.

Облак

(Ватрослав) — выдающийся славист, словинец (1864 — 1896), доцент в Граце. В 1892 г. предпринял путешествие по Македонии, но в Солуни был арестован турецкими властями и выслан. В 1895 г. О. путешествовал в области венгерских словинцев. Некрологи О. см. в "Люблянском Звоне" (1896, V) и в " Archiv f ür slavisch e Philologie". Обширная статья Б. М. Ляпунова, с перечислением всех печатных трудов О., напечатана в IX т. "Сборника Харьковского Историко-Филологич. Общества" 1897 г. (и отдельно). О. был наиболее талантливым учеником Ягича; на Западе склонны были видеть в нем достойного наследника Миклошича. В течение 9 лет научной деятельности О. успел напечатать 88 статей и заметок; среди его исследований есть несколько крупных работ, свидетельствующих об основательной научной подготовке. Большая часть статей О. написана на немецком языке, но есть статьи и на словинском. Сочинения О. большей частью относятся к диалектологии. Самый большой труд О., относящийся к изучению славянской группы говоров — "Zur Geschichte der nominalen Declination im Slovenischen Sprache" (1890). Здесь сгруппирован обширный материал, взятый как из живых говоров, так и из редких старопечатных словинских книг. Из других исследований О. выдается "Die kirchenslavische Uebersetzung der Apokalypse", в XIII т. "Archiv"'a Ягича. Здесь, на основании сличения южнославянских и русских рукописей с греческим византийским текстом, доказано, что в переводе Апокалипсиса за основание принят текст византийский.

Н. С-в.

Облака

Статья большая, находится на отдельной странице.

Облакопрогонники

— так в старинных русских памятниках иногда называются колдуны. Поверье о возможности ворожбы над тучами процветает у диких варварских народов; у африканских негров (см. Путешествие Ливингстона) есть специальные заклинатели туч. Поверье это существует и поныне у поляков и малоруссов (подробности см. в "Культурных переживаниях" Н. Сумцова, №№ 3 и 121); оно встречается в старинных польских судебных процессах (см. ст. Карловича в "Wisła", 1897). Подобное поверье примкнуло и к истории о взятии Казани.

Облам

— см. Заборол.

Облас

— выдолбленная из целого дерева (осины или тополя) лодочка, очень легкая, но крайне неустойчивая, употребляемая на реке Обь рыбаками при закидывании невода.

Область

— название некоторых административных единиц, соответствующих губерниям. Название О. обыкновенно давалось вновь присоединяемым окраинам (например, бывшая Бессарабская область); теперь их всего больше в Сибири и Туркестане (см.).

Облатки, лекарственная форма

— приготовляемые из крахмальной муки кружки или капсулы, для вкладывания в них лекарств, принимаемых в виде порошка внутрь, во избежание их неприятного вкуса.

Облатки, церковное понятие

— в католической и протестантской церкви название гостии (см.).

Облаты

(лат. Oblati или Oblatae, также Donati и Donatae) — так назывались в средние века бельцы и белицы в монастырях, а также и те, которые были с детства предназначены родителями к монашеству, или же те, которые дарили свое имущество монастырям, чтобы пользоваться молитвами и почестями ордена. В позднейшее время О. назывались члены обществ, устроенных наподобие ордена. Таковы, например, О. св. Франциски римской — общество знатных женщин, живущих в Риме по уставу, начертанному этой святой в 1433 г., без монашеского обета; О. Св. Девы (Missionarii oblati Bened i ctae Virginis Mariae) или пастыри Св. Марии, маристы — конгрегация священников-миссионеров, учрежденная марсельским епископом в 1815 г. Такая же конгрегация миссионеров учреждена в 1816 г. в Пиньероле.

Облачения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Облачность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обле

(J. В. Christophe-Fus é e Aublet) — французский ботаник (1720-1778). С 1762 по 1764 гг. О. путешествовал по французской Гвиане, где собрал большую коллекцию растений, в которой оказалось много новых видов. Коллекция эта описана в сочинении О. "Histoire des plantes de la Guiane fran ç aise", изданном в Лондоне и Париже, в 1775 г. с 392 таблицами. В честь О. Шребер установил новый род — Aubletia.

Облепиха

(Hippophaë L.) — род растений из семейства лоховых (Elaeagnaceae); это — кустарники, большей частью колючие, до 3-6 м. высотой; листья у них очередные, узкие и длинные, серовато-белые с нижней стороны от густо покрывающих их звездчатых чешуек. Цветки появляются раньше листьев; они однополые мелкие, невзрачные и сидят скученно при основании молодых побегов, по одному в пазухе кроющей чешуйки; растения двудомные. Околоцветник простой, двураздельный; в мужском цветке цветоложе плоское, в женском — вогнутое, трубчатое; тычинок четыре (очень редко 3); пестик один, с верхней, одногнездой, односеменной завязью, и с двураздельным рыльцем. Плод ложный (костянка), состоящий из орешка, одетого разросшимся, сочным мясистым, гладким и блестящим цветоложем. Известно два вида, из них H. rhamnoides L. наиболее обыкновенен. Это — обыкновенная (крушиновидная) О. (восковуха, дереза, ивотерн), растущая по берегу моря, по берегам ручьев и пр. В диком состоянии распространена в северной и средней Европе, в Сибири до Забайкалья, и на Кавказе. Разводится в садах и парках, главным образом — как декоративное растение. Красота этого растения обуславливается преимущественно линейно-ланцетными листьями, верхняя поверхность которых зеленая и мелкоточечная, а нижняя, как и молодые ветви — серебристо-серая или ржаво-золотистая от звездчатых чешуек. Цветки невзрачные, появляются раннею весной. Плоды мясистые, оранжевые, величиной с горошину; идут на настойки и (в Сибири) варенье. Известно несколько разновидностей (angustifolia и др.), особенно ценятся женские экземпляры, так как они под осень становятся очень красивыми от покрывающих их мясистых плодов. Разводится О. на песчаной почве; размножается корневыми отпрысками и черенками. Другой вид, H. salicifolia D. Don., растет на Гималайских горах и в культуре мало известен.

С. Р.

Облесение

— см. Лесовозращение.

Облесение степей

— см. Степи.

Облеуховы

— дворянский род, восходящий к первой четверти ХVII в. и внесенный в VI часть родословной книги губерний Калужской, Московской, Тульской и Черниговской (Гербовник, II, 114).

Облеция

(Aubletia Schreb., син. Apeiba) — род растений из семейства липовых (Tiliaceae). Это — деревья или кустарники, растущие (до 5 видов) в тропической Америке. Листья у них цельные, трех-пятинервные. Цветки желтоватые или зеленоватые, обоеполые. Чашелистиков и лепестков по 5, реже по 4; тычинок множество; пестик один с многогнездой, многосемянной завязью и простым столбиком.

Обливание

см. Водолечение.

Облигация

О. называются процентные бумаги, выпускаемые частными, общественными или правительственными учреждениями. О. представляют собой долговые обязательства этих учреждений; при посредстве выпуска О. совершается привлечение ссудного капитала или совершается заем. Долговой или заемный характер О. есть их главное отличие от акций, представляющих собой капиталы, внесенные в предприятие самими его владельцами. Нормальным обеспечением О. является акционерный или складочный капитал, внесенный по акциям или только еще подлежащий внесению, по обязательствам акционеров или пайщиков. В действительности, однако, нередко бывает, что облигационный капитал, составившийся путем выпуска облигаций или займа, превышает складочный и потому является необеспеченным. В законодательствах разных стран существуют различные определения условий и размера выпуска облигаций, например не более всего акционерного складочного капитала, или лишь в размере суммы именных акций, но не акций на предъявителя. Для акционерных предприятий выпуск облигаций или, что то же, заключение в этой форме займов, представляет большой соблазн: если предприятие может приносить на весь капитал (без различия его происхождения, т. е. собственный или складочный и занятый, облигационный), положим 10 %, а по О. приходится уплачивать лишь 5%, то остальные 5% получаются как бы даром — на чужой капитал. Облигационный капитал должен представлять собой долг, подлежащий выплате, т. е. погашению, следовательно, заем срочный; только государственные О. могут быть бессрочными, так как лишь государство может рассматриваться как вечное по своей идее учреждение. В действительности, однако, и частные промышленные предприятия нередко имеют займы, не только очень медленно погашаемые, но даже прогрессивно растущие. О. нередко выпускаются под другими названиями, представляя собой более скрытую форму займа, например в виде так называемых первичных или привилегированных акций, по которым обязательно уплачивается доход, т. е. в сущности процент, между тем как акции должны приносить только прибыль или дивиденд, т. е. доход, колеблющийся в зависимости от успешности хода предприятий. О гарантии облигаций см. соотв. статью. Ср. Акционерные компании.

Облик

или внешний вид растения — определяется происхождением его ветвей, их числом, продолжительностью жизни и формой всей системы ветвей. Так, облик трав обусловливается сочными наземными побегами, отмирающими после однократного плодоношения. Многолетние травы, кроме наземных частей с однократным плодоношением имеют многолетние подземные части, дающие новые наземные побеги на место отмирающих. О. деревьев и кустарников зависит от деревянных многолетних наземных побегов с многократным плодоношением; при отмирании нижних ветвей и преобладающем развитии ствола получается форма дерева, при равномерном развитии всех ветвей, начиная с самых нижних — форма кустарника.

Облитерация

(Obliteratio) — термин, употребляемый в медицине, для указания развившегося уже процесса заращения полостей, каналов и особенно сосудов. Происходит путем хронического воспалительного разращения и утолщения их стенок. В сосудах О. может быть обусловлена образованием тромба (см.).

Облитня

или блесна — см. соотв. статью.

Обличительное богословие

(иначе сравнительное, полемическое) (Theologia elenchtica, antitetica, controversa) — одна из богословских наук, имеющая своим предметом опровержение тех учений в области богословия, которыми отличаются от данного христианского вероисповедания все остальные. Таким образом, православное обличительное богословие занимается опровержением учений, которыми отличаются от православия католичество, протестантство, реформатство, англиканство и т. д. В состав этой науки не входит обозрение и анализ учений религиозных обществ, вовсе не принадлежащих к христианству (иудейство, магометанство, язычество; они изучаются и опровергаются в апологетике или основном богословии), христианских лжеучений, ныне не существующих, а также учений и мнений отдельных богословов или религиозных писателей, что составляет предмет церковной истории. Так например, при изучении и опровержении лютеранства православное О. богословие имеет в виду лишь так называемое ортодоксальное лютеранство или евангелическую церковь, учение которой изложено в символических ее книгах, а не учение какой-либо научно-богословской партии в лютеранстве, например представителей так называемого посредствующего или спекулятивного богословия. Метод изложения науки — двоякий. Одни рассматривают предмет в порядке вероисповеданий, т. е. излагают и опровергают сначала учение одного вероисповедания, потом — другого и т. д. Другие ведут полемику в порядке христианских догматов, т. е. о каждом догмате излагают мнения сперва одного вероисповедания, потом другого и т. д., затем мнения о другом догмате, о третьем и т. д. Этот последний метод называется также символическим; название обличительного богословия заменяется в этом случае названием символики (Symbolik); лучшая символика — Мелера (см.), за ней — Герике, Планка и Винера. При изложении в порядке вероисповеданий рассматривается сначала история происхождения каждого из них, указываются и характеризуются символические книги данного вероисповедания, затем оно обсуждается с православной точки зрения, а в заключение, где возможно, выставляются на вид шансы соглашения, главным образом путем разбора тех ошибок, какие были допущены при первоначальном образовании рассматриваемого учения.

Литература О. богословия весьма обширна. Исчисление полных курсов этой науки прошлого времени см. Walchii, "Bibliotheca theologica". На русском языке лучший курс О. богословия принадлежит архимандриту Иннокентию, ректору казанской академии (Казань, 1863). В позднейшее время появились курсы О. богословия (в объеме курса духовных семинарий) Перова, Трусковского, Епифановича. Полный перечень монографий и журнальных статей по О. богословию на русском языке см. в "Систематическом указателе статей по основному... сравнительному богословию", Карпова (СПб., 1888), и в "Указателе русских книг и брошюр по богословским наукам", С. Н. (СПб., 1891).

Н. Б-в.

Облога

— обрезы от крестьянских полей, оставшиеся за помещиками после разверстания земельных угодий вследствие крестьянской реформы. В настоящее время О. охотно арендуются соседними крестьянами, вследствие недостатка у них пахотных земель, а в особенности лугов и выгонов, которыми могут служить О., благодаря близости их к крестьянским наделам.

Обложение крепости

— см. Осадная война.

Облом

— см. Архитектура.

Обломовщина

— см. Гончаров.

Облук

— упомянут в Деревской писцовой книге как доход ключника; если в казенный доход положен 1 воз сена, то ключнику давался 1 О., при двух же возах — 2 облука; значит, О. был частью сенного воза, но размер его неизвестен. Если же взять в соображение слова: "нового доходу за все 2 гривны с денгою, а ключнику 4 денги" (новгородская гривна была 14 денег), то доход ключника не превышал 4/29 воза, что дает на воз 7-8 О.

Д. П.

Облуковина

Оглукомена, также Шеагачь — река на западном берегу Камчатки; истоки в западном склоне Камчатских гор, вытекает двумя ручьями, течет с юго-востока на северо-запад, впадает в небольшую губу Охотского моря, верст на 60 южнее реки Ичи. Длина около 130 верст.

Обмазка деревьев

— О. деревьев способствует чистому и здоровому состоянию коры; производится она с троякой целью. 1) Для предохранения ствола от нападения мышей, зайцев, беляков, различных паразитов и солнечных или морозных ожогов, его обмазывают или густым известковым молоком, иногда смешанным с глиной, песком, керосином, или даже обыкновенной форситовой замазкой. Предлагают, вместо обмазки, чехол из проволочной ткани (который стоит не дороже 15 коп. и служит около 10 лет), так как в голодный год грызуны объедают кору, несмотря на обмазку. Так как дожди очень легко смывают все эти замазки, то советуют в те годы, когда можно предполагать нашествие мышей, сначала обвязывать стволы корой, лыком, паклей, а уже сверх этого покрывать замазкой. 2) Если кора дерева покроется мхами или лишаями, то для удаления их ствол и сучья обмазывают известковым молоком или (для слабых деревьев) смесью из глины с коровяком и с небольшой лишь частью глины: после того, как она засохнет, известковый слой вместе с паразитами соскабливают окомелком или чем-нибудь подходящим, и потом вновь обмазывают кору известковым молоком. Весь сор этот, заключающий в себе массу паразитов, их яичек и т. п., необходимо тщательно собирать, сжигать, и в виде золы примешивать к удобрению садов. Иногда посыпают этой золой поверхность земли около ствола, что гонит насекомых от дерева (Грелль). Предлагают (Цивинский) для удаления мхов и лишаев употреблять смесь из 8 частей золы, 2 частей соли и 1 части простого мыла, прокипяченную до густоты жидкой кашицы и, перед употреблением, остуженную. После О. этой смесью ствола и сучьев, мертвый мох и лишаи соскабливаются обычным способом. 3) Третья цель — лечение ран и других повреждений коры. При этом применении обмазки, прежде всего раны тщательно очищаются от омертвелых частей и бока срезов оживляются, т. е. срез доводится до зеленой коры и живого камбиального слоя; затем края среза сглаживаются, и рана обмазывается американским варом, масляной краской или газовым дегтем; если образовались глубокие впадины, то они наполняются форситовой замазкой. В тех случаях, когда кора объедена кругом, так что обмазывание вкупе с обвертыванием уже не достигнет цели и зарубцевания не произойдет, прибегают (по Греллю) к устройству живых мостиков, по которым соки из корней могли бы перебираться через поврежденное место. Мостики делаются рано весной из прошлогодних сильных побегов, очиненных с обеих сторон косыми срезами и вставляемых в нижнюю и верхнюю части живой коры. В исключительных случаях — в борьбе с яблочным долгоносиком и грушевым слоником устраивают ловчие кольца, посредством которых ловят этих насекомых; кольца состоят из жгутов мочала или соломы и покрыты смесью равных частей колесной мази и простого дешевого дегтя. Этими кольцами обвязывают стволы и сучья — ползущие по дереву насекомые прилипают к ним и гибнут.

Е. Каратыгин.

Обман

— сознательное введение в заблуждение другого лица с корыстными целями; состоит в сообщении ложных сведений о положении дела или в извращении истинных фактов. При О., сторона, заключающая юридическую сделку, выражает желание совершить то, что ей предложено и потому наличность воли, как необходимое условие сделки, здесь существует; но несомненно и то, что если бы сторона знала истинное положение дела, она не дала бы своего согласия на заключение сделки. Сделка, заключенная при посредстве О., не соответствуя, таким образом, истинным намерениям стороны обманутой, дает, вместе с тем, другому контрагенту возможность приобрести выгоды из нее безнравственным путем. В силу того и другого основания, и римское право, и современные законодательства не признают действительности сделки, заключенной при наличности О. Вопрос, занимающий юристов, состоит лишь в том, считать ли сделку, заключенную при О., ничтожной или только недействительной, и распространять ли её уничтожимость и на тот случай, когда она передана в третьи руки. Римское право признавало сделку недействительной в руках данного контрагента и по actio de dolo или exceptio doli уничтожало ее действие, но — в противоположность тому, что имело место при принуждении — отказывало в уничтожении выгод, приобретенных из сделки третьим лицом. Французское право признает сделку ничтожной с самого начала и, следовательно, независимо от того, кто извлекает из неё выгоды — сам обманувший или третье, невинное в обмане лицо. Германское уложение признает сделку недействительной, но дает возможность оспаривать ее и тогда, когда она передана в третьи руки. Последнее положение, принятое в интересах простоты конструкции сделки, нарушает, однако, интересы гражданского оборота. Третьи лица, невиновные в пороках соглашения, не должны отвечать за недостатки сделки, о которых они не имели возможности знать. Русское право не дает общих постановлений о влиянии О. на силу юридических сделок, но из сопоставления ст. 701 т. X, ч. 1, гласящей, что "произвол и согласие должны быть свободны", и ст. 1518, признающей недействительной куплю-продажу вещей, не соединяющих в себе выговоренных качеств, — выводят и у нас правило о том, что "О. подрывает свободную волю обманутой стороны и дает ей право требовать уничтожения договора" (касс. реш. 1890 г., № 9). По разъяснению сената, "свободная воля договаривающихся подрывается не только О., как уголовным преступлением, но и введением в заблуждение для склонения к заключению невыгодной сделки, как посредством ложных удостоверений, так и через умолчание истины" (1883, № 78, и 1890 г., № 9). Разъяснение это вполне соответствует современным началам гражданско-правовой юстиции. Ср. Действительность юридических сделок.

См. Regelsberger, "Pandecten" (I, § 146, изд. 1893); Анненков, "Система русского гражданского права" (I, 390 сл., СПб., 1894). Об О. в уголовном праве — см. Мошенничество.

В. Н.

Обманы чувств

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обмен

— процесс, которым продукты человеческого труда передаются от производителя к потребителю. Результаты труда, подлежащие О., называются товарами. Пока хозяйство имеет чисто натуральный характер, пока нет разделения труда, все произведенное потребляется внутри хозяйства; О. не существует. Он начинается с того момента, когда в хозяйстве появляются продукты, не потребляемые самими производителями, т. е. когда появляется разделение труда. С разделением труда каждый производитель специализируется на производстве какого-либо одного товара, всю массу которого он, конечно, не в состоянии потребить. В то же время недостаток в предметах, которых данное лицо не производит, заставляет его обращаться к другим, и в результате возникает обмен. Степень развития О. непосредственно обуславливается тем, насколько развито разделение труда, что, в свою очередь, зависит от свойств и природы различных стран, от культурного состояния народа, от техники производства, от путей сообщения и пр. На первобытных ступенях культуры О. является натуральным, т. е. происходит в виде непосредственной мены одного товара на другой: предмет А обменивается на предмет В. Сделки такого рода были общераспространенны в древней Греции, Риме, Карфагене, у славян и пр. народов; в настоящее время они практикуются среди некультурных племен Сибири (где русские торговцы обменивают, например, бусы, водку, порох и пр. на пушные товары), Африки, Америки. С появлением денег и развитием народного хозяйства, О. становится денежным: посредствующим звеном в О. товара А на товар В входят деньги, как особый товар, способный покупать все остальные и потому охотно каждым принимаемый. Простая сделка мены распадается теперь на две операции: О. товара А на известное количество денег x и О. денег x на товар В. Несмотря на то, что число меновых сделок при денежном О. удваивается, О. не только не затрудняется, но чрезвычайно облегчается и ускоряется. Объясняется это тем, что с денежным О. устраняется затруднение, существовавшее при меновом обороте и заключавшееся в трудности приноровления равноценных обмениваемых товаров и затем встречи двух производителей, из которых каждый нуждался бы в товаре другого. Наконец, последним видом О. является кредитный О., когда передача одного товара не сопровождается одновременной передачей эквивалента, т. е. равной ценности; эта передача отсрочивается на известное условленное время. В первобытное время О. (особенно меновой) производится самими производителями. Постепенно, с развитием экономической жизни, с увеличением и усложнением меновых сделок, О. специализируется в руках особого класса лиц — торговцев или купцов. В наше время сложного денежно-кредитного оборота самая торговля распадается на массу специальностей. О. одних товаров на другие или на деньги происходит по известным экономическим законам, которые называются законами ценности (см. Ценность); этими законами определяются те пропорции, в которых товары между собой обмениваются. Тот отдел науки политической экономии, который изучает законы О. товаров, называется meopиeй О. В ней рассматривается, прежде всего, теория меновой ценности (как для внутренней, так и для международной торговли), затем исследуются учреждения, содействующие О. — деньги, банки, биржи, пути сообщения, — и, наконец, изучается торговля, как деятельность специальных посредников при О. товаров.

М. Св.

Обмен веществ в растении

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обмен веществ и сил в животном организме

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обмет

— сеть, длиной в 150 и шириной около 1 1/2 саженей, употребляемая сибирскими промышленниками, преимущественно для добывания соболей. О. натягивается на кольях вокруг дерева или колоды, где спрятался зверь; к верхнему краю сети привязываются колокольчики, дающие знать, когда животное, выскочив из дупла или из-под снега, запутается в сети. См. Крашенинников, "Описание земли Камчатки" (СПб., 1755); Кривошапкин, "Енисейский округ и его жизнь" (СПб., 1865).

С. Б.

Обморок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обмундировальные мастерские

— см. Мастерские военные.

Обмундирование

— см. Формы обмундирования.

Обмыливание

— один из видов реакций гидратации (см.). Этим термином теперь обозначают очень многие реакции разложения водой различных органических соединений, реакции, при которых вода, сама разлагаясь на водород (Н) и водный остаток (НО), вступает в состав образующихся при реакции тел, но преимущественно он употребляется для обозначения реакции разложения сложных эфиров (см.). Происходит этот термин от процесса получения мыла, т. е. щелочных солей высших жирных кислот (пальмитиновой, стеариновой и олеиновой) при разложении водными растворами щелочей жиров животного и растительного происхождения, т. е. сложных эфиров глицерина и вышеупомянутых кислот (см. Мыло). О. сложных эфиров может производиться нагреванием их с водой [Так и производится в технике О. жиров в свечном и стеариновом производствах с прибавлением лишь малого количества извести.] (например, c 2h5o.COCH3 + Н 2 О = С 2 Н 5 ОН + СН 3 СООН), но так как эта реакция обратима, то для того, чтобы разложение шло до конца, вводят в реакцию или большую массу воды, или же удаляют из круга взаимодействия один из продуктов, а именно кислоту, в виде солей, введением щелочей. На ход этой реакции, кроме вводимых реагентов, как вода или щелочь, весьма сильно влияет и природа как кислоты, так и спирта, входящих в состав сложного эфира, о чем подробнее см. в ст. Равновесия химические, Сложные эфиры, Этерификация.

В. В. Мамонтов. Δ.

Обнародование законов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обнинский

(Петр Наркизович) — публицист и общественный деятель; учился в московском университете, службу начал в эпоху освобождения крестьян и был одним из тех мировых посредников первого призыва, которые были так удачно подобраны известным калужским губернатором В. А. Арцимовичем. Своим собственным крестьянам О. предоставил безвозмездно лучшие земли в своем имении. С 1866 г. О. был мировым судьей в Калужский губернии, а в 1869 г. перешел в прокуратуру, где и оставался до 1890 г., когда, по болезни, должен был оставить должность прокурора московского окружного суда. В качестве председателя московского общества попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях О. дал ему новую, более широкую организацию. Во всех сферах своей деятельности — на службе государству, обществу и в литературе — О. всегда оставался стойким, убежденным "человеком 1860-х гг." в лучшем смысле этого слова. Ряд статей О. (о предварительном следствии, об адвокатуре, о разлучении супругов, об авторском праве и др.) собраны в книгу: "Закон и быт. Очерки и исследования в области нашего реформируемого права" (вып. I, М., 1891). Из позднейших статей О. выделяются: "Нападение и защита" ("Русс. Мысль", 1895, №12 — о частном обвинении), "Общества защиты детей" (" Русс. Богатство", 1895, № 10) и особенно "Калужское губернское по крестьянским делам присутствие при В. А. Арцимовиче. 1861-63 гг." ("Русс. Мысль", 1896, № 4 и сл.). Воспоминания О. напечатаны в "Русск. Архиве" (1892, кн. I).

Обнинский (дополнение к статье)

(Петр Наркизович) — публицист и общественный деятель; умер в 1904 г.

Обновление

— ежедневная политическая общественная и литературная газета, выходит в Казани с января 1906 г. Служит органом казанской группы "Союза 17 октября". Ред.-изд. М. И. Лопаткин.

Обновленная Россия

— ежедневная политико-экономическая и литературная газета, выходившая в СПб. с 15-го ноября 1905 г. Ред. А. Е. Зарин; изд. П. П. Сойкин. Газета закрыта в середине января 1906 г. Вместо нее выходит "Современная Жизнь".

Обножка

— см. Хлебина.

Обнора

— река Вологодской и Ярославской губерний, правый приток Костромы. Берет начало в Грязовецком уезде, орошает уезды Грязовецкий и Любимский. Направление к юго-востоку, длина течения до 120 верст. Ширина от 8 до 35 саженей, глубина от 1 до 5 аршин. Дно глинисто-иловатое, местами песчаное, берега довольно круты, ниже Любима — лесисты.

Обогащающие растения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обогащение

— О. одного лица за счет другого, т. е. увеличение имущества одного без соответствующего эквивалента в имуществе другого, или неуменьшение одного имущества в той мере, в какой оно должно было бы уменьшиться при существующие юридических отношениях между сторонами, — как не соответствующее основному началу справедливости (равенству), считалось римскими юристами неправомерным и потому подлежащим возврату в размере суммы О.: "Jure naturae aequum est neminem cum alterius detrimento et injuria fieri locupletiorem" (fr. 206 D. 50, 17). Однако, в своих решениях римские юристы ограничивали это широкое правило справедливости и признавали подлежащим возврату лишь такое О., которое не основано на постановлениях закона или на формально правильных юридических актах, т. е. такое, в основании которого лежит неправомерное основание (injusta causa), хотя и не деликт. Дарение, прощение долга, отказ от права, приращение одного земельного участка присоединением к нему оторвавшегося от другого куска земли, покупка имущества за цену, не соответствующую его стоимости и т. д. — явления правомерные, хотя в них и есть несомненное О. одного лица в ущерб другому. Общего иска из неправомерного О. римское право не знало; возврат его совершался путем специальных кондикций (см.) и так называемого версионного иска. Последний, на первых порах, применялся лишь по отношению к главе семьи, из сделок, заключенных его подвластными, т. е. был. a. adjectitiae qualitatis. Позднее его стали давать и из сделок, заключенных не состоявшими под властью в интересах третьих лиц, поскольку эти последние обогатились вследствие этих сделок. Немецкая практика XVII и XVIII вв. распространила значение этого иска на все случаи, в которых из имущества одного лица перешло что-либо в имущество другого без определенного основания; версионный иск делался, таким образом, просто condictio sine causa в широком смысле, обнимающем все виды неправомерного О. В прусском земском праве иск из О. был формулирован именно в этом общем смысле. Теория XIX в. вновь возвратилась к точке зрения чистого римского права, находя, что для объединения частных кондикций в общую форму иска нет оснований в существе самых отношений, из которых они возникают — отношений, лишенных единства и не представляющих собой самостоятельного института права. Первый проект общегерманского гражданского уложения также стал на эту точку зрения, но второй, под влиянием критики Гирке и др., вновь возвратился к идее, лежащей в основании прусского права и практики XVII-XVIII вв. В противоположность другим новым законодательствам, знающим лишь частные случаи О., германское уложение постановляет вообще, что получивший что-либо без юридического основания, благодаря действию другого или иным каким-либо образом за счет другого, обязывается к возвращению полученного. То же самое имеет место и в том случае, если существовавшее юридическое основание позднее отпадает или обусловленный юридической сделкой результат, после исполнения ее с одной стороны, для другой не наступает. Таким образом, современное право вновь получает, благодаря общегерманскому уложению, общий иск из неправомерного О., потребность в котором чувствуется, между прочим, и русской практикой, принужденной постоянно провозглашать в решениях, что "безмездное О. за чужой счет не допускается", "никто не может обогащаться за счет другого" и т. д. (см. разъяснение к ст. 574 т. Х ч. 1 в изд. Гаугера и Боровиковского). Частные кондикционные иски, как не обнимающие всех случаев, этой потребности не удовлетворяют. Иск из неправомерного О. есть иск вспомогательный, применяемый тогда, когда нельзя получить переданных без основания вещей или сумм путем виндикации или договорных и деликтных исков об убытках. Его можно предъявить ко всякому обогатившемуся на чужой счет, все равно, произошло ли это О. непосредственно за счет истца или посредственно, через третьего. Для понятия О. важно, что ответчик в действительности извлек какую-нибудь пользу из вещи или действия другого лица. Предмет иска — сумма О., полученная вещь или (в случае невозможности возвратить вещь) ее цена, а также и все те выгоды, которые ответчик действительно извлек из своего О.: плоды вещи, % с денег и вообще доходы от отдачи вещей и денег в пользование и ссуду, суммы, взысканные с других в виде возмещения ущерба в вещах, полученных в качестве объектов О. и т. д. Не будучи связан ни с какими специальными юридическими отношениями между сторонами, иск из О. ограничивается возвращением потерпевшему лицу того, что он неправомерным образом потерял, и лишением обогатившегося того, что он в действительности получил без правомерного основания — не больше и не меньше. В этом его отличие от иска об убытках, с которым в современной практике его иногда смешивают.

Кроме сочинений, указанных в ст. Кондикция, см. Windscheid, "Lehrbuch der Pandekten" (§§ 421-425); Dernburg, "Handbuch des preussisch. Privatrechts" (§§ 28 7-288).

Б. Нечаев.

Обогащение руды

— см. Руды и их обработка.

Обод

см. Колесное производство.

Ободовка

— местечко Подольской губернии, Ольгопольского уезда, при реке Бернадинке. Дворов 928, жителей 6845. 2 православных церкви, 1 католическая, еврейских молитвенных домов 2, училище, больница, врач, аптека, сахарный завод, винокуренный и кирпичный завод, водяных мельниц 9. Ремесленников 90; базары еженедельно.

Ободовский, Александр

(Александр Григорьевич, 1796 — 1852) — педагог; обучался в медико-хирургической академии, потом в педагогическом институте. Посетив учебные заведения Англии и Шотландии (по преимуществу ланкастерские школы), Швейцарии (Песталоцци), Франции и Германии, О. был преподавателем в третьей гимназии, потом инспектором классов в спб. Николаевском сиротском институте и профессором в главном педагогическом институте (сперва статистики, потом педагогики). Из его трудов известны: "Учебная книга всеобщей географии" (13 изданий), "Руководство к педагогике" (СПб., 1835), "Руководство к дидактике" (СПб., 1837, и то и другое составлены по Нимейеру), "Теория статистики" (СПб., 1839), "Начальные основания космографии" (СПб., 2 изд., 1841), "Руководство к математической географии" (СПб., 1836); "Обозрение земного глобуса" (СПб., 6 изд., 1870), "Учебный атлас Российской империи". Вместе с Гугелем и Гурьевым О. приступил к изданию первого у нас "Педагогического Журнала" (1830 и 1831).

См. Свенске, "Несколько слов в память А. Г. О." (СПб., 1852).

В. Р-в.

Ободовский, Платон

(Платон Григорьерич) — брат Александра О., писатель, драматург (1805 — 1864), воспитанник спб. высшего училища, переводчик в министерстве иностранных дел, инспектор классов в училище св. Екатерины. Напечатал ряд стихотворений в разных повременных журналах и отдельно ("Царский Цветник", 1840, "Хиосский Сирота", поэма в стихах, 1828 и др.), несколько переводных и оригинальных драм ("Отец и дочь", "Первая и последняя любовь Карла XII", "Русская боярыня XVII в.", "Боярское слово", "Братья купцы" и др.) и много мелких статей в "Репертуаре и Пантеоне" и др. изданиях.

Ободочная кишка

(Colon) — см. Кишка.

Обозначенный противник

(воен.). — При ученьях в поле с тактическим заданием, места расположения неприятеля обозначаются разнообразными условными знаками. Для большего соответствия условий ученья с условиями действительного боя, когда в задание входит перемена неприятелем фронта и т. п., неприятельские войска обозначаются небольшими командами, которые и называются, в таких случаях, О. противником.

Обозные батальоны

— см. Обозные войска.

Обозные войска

— имеют назначением служить кадрами для формирования, в военное время, военных транспортов (колесных или вьючных), подвозящих к армии продовольственные и другие запасы. Всего в России содержится 5 кадровых О. батальонов, подразделяющихся на роты и взводы. Каждый взвод формирует один транспорт; всего транспортов формируется 90. В Германии 21 О. батальон, в Австрии — 3 О. полка, во Франции — 2 0 О. эскадронов и 14 смешанных О. рот.

К.-К.

Обозный, должностное лицо

(magister carraginis, польск. obozny) — в прежней Польше должностное лицо, на обязанности которого лежало устройство военного обоза на месте, назначенном предводителем войска. Главных О. (obozny wielki) было два: коронный (польский) и литовский.

Обозный, нижний чин

(воен.) — нижний чин, состоящий при обозе.

Обозрение Медицинское

— ежемесячный журнал, издается в Москве, с 1874 г. Редактор-издатель В. Спримон. С 1884 г. два раза в месяц. Журнал посвящен хирургической клинике и технике, гинекологии и акушерству, неврологии, фармакологии и библиографии медицины.

Обозрение новейших лекарственных средств

— двухмесячный фармацевтический журнал, издаваемый в Москве с 1905 г. под ред. Е. Альтгаузена и Дм. Щербачева.

Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии

— ежемесячный журнал, издается в СПб. с 1896 г. Издатель — фирма Риккер, редактор — профессор В. М. Бехтерев. Значительное место отводится обозрению иностранной медицинской литературы.

Обозрение Пчеловодства

— двухмесячный журнал, издаваемый с 1902 г. в Костроме под редакцией Г. А. Кузьмина.

Обозы войсковые

— разделяются на несколько видов: по порядку формирования — казенные и обывательские, формируемые по найму, реквизицией или на основании подводной повинности; по назначению — продовольственные, артиллерийские, инженерные, санитарные, офицерские, штабные; по распределению между частями армии — полковой, дивизионный, корпусный и О. армии. В мирное время повозки казенного О., с упряжью и принадлежностями, содержатся полностью, но лошадей имеется лишь незначительное число; при мобилизации комплект лошадей пополняется на основании военно-конской повинности.

К.-К.

Обойма

— гнутая железная полоса, концами сваренная или соединенная заклепками или болтами и обхватывающая какой-нибудь предмет, например деревянное соединение для его укрепления (хомут), верхушку сваи для предупреждения размочаливания ее при забивке (бугель), или поддерживающая в своем отверстии балку, перекладину, часть машины и т. д. (стремя).

Обойное производство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обок

(Obock) — французское владение на берегу Теджурской бухты Аденского залива; куплен в 1862 г.; 475 кв. км.; страна пустынная, чрезвычайно жаркая и сухая. Жителей-туземцев 22 тысячи; расходы — 644 тыс. франков (1896). Главный город и гавань О., но важнее гавань Джибути, по торговле с абиссинской областью Шоа, идущей караванным путем через Данакильскую пустыню и город Харрар, недавно завоеванные абессинским негусом Менеликом.

Обол

(όβολός) — монета, шестая часть драхмы; употреблялся у греков как единица веса и как единица стоимости. Серебряные О. были в ходу уже в доисторическую эпоху: в Гиссарлыке Шлиманн нашел серебряные брусочки, из которых каждый составлял, по весу, 1/3 вавилонской серебряной мины. Пригоршня (δραχμή) таких брусочков составляла следующую высшую денежную единицу — драхму. Денежные знаки этого типа были известны уже в глубокой древности египтянам и вавилонянам, через посредство которых они вошли в употребление в Малой Азии и Сирии, а отсюда, путем торговых сношений, были усвоены греками. Когда была введена чеканка монет, О. сделался определенным металлическим денежным знаком. Около 400 г. вошла в употребление медная (бронзовая) монета: тогда же и О. стали чеканиться из бронзы. Кратными количествами О. были тетробол (= 4 О.), триебол (= 3 О.), диобол (= 2 О.). В VI и V веках стали чеканить части О.: ήμιωβόλιον (= 1/2 О.) и τεταρτημόρτον (= 1/4 О.). Афинский О. делился на 8 халков (χαλκοΐ) и на наши деньги составлял приблизительно 4 копейки; эгинский О. был несколько тяжелее и ценнее.

Предыдущая страница Следующая страница