Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "О" (часть 16, Ора - Оре)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "О" (часть 16, Ора - Оре)

Предыдущая страница Следующая страница

Оранский монастырь

иначе Оранская Богородицкая пустынь — мужской, Нижегородской губернии и уезда, в 50 вер. от Нижнего Новгорода, при реке Русе. Основан в 1634 г. Почитаемая икона О. Божьей Матери; большое стечение богомольцев. Ярмарка.

Оранско-нассауский орден

— королевский нидерландский орден, учрежден в 1892 г.; 5 степеней и медаль. Синий эмалированный крест с белой каймой; лента оранжевая с бело-синей каймой.

Ораны

— местечко Виленской губернии, Трокского уезда, при впадении речки Оранки в речку Меречанку. При Ягайло (начало XV в.) здесь был великокняжеский дворец. Торговля медом и грибами. При почтово-телеграфной конторе сберегательная касса. Вблизи О. обширный военный лагерь. Отсюда ведет шоссейная дорога в местечко Олита. Станция С.-Петербургско-Варшавской железной дороги.

Орарь

(ώραριον) — принадлежность облачения иподиакона, диакона и архидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно через плечи, второй — на левом плече, а за литургией, после "Отче наш" третий крестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными под правой рукой. Лишь в Воскресенском ("Новый Иерусалим") монастыре диакон носит О. по подобию архидиакона, как это практикуется в Иерусалиме. — Первоначально, в древней церкви, О. был плат, надевавшийся на плечи и служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; это доказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в "менологии" Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме (см. у Буонаротти). Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на себе ризы белы (IV, 4). В относящихся сюда художественных изображениях в римских катакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но и руки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно из свидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане, гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно, когда именно О. сделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качестве он упоминается уже у древнейших писателей, под именем то oranum, то stola. Первоначально в мире языческом orarium употреблялся в смысле sudarium, strophium, linteolum, т. е. в смысле ручного платка. Св. Амвросий упоминает об О. в этом же смысле, когда говорит, что христиане его времени клали О. на могилы Гервагия и Протасия, через что эти О. получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли О. кровью мучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографии Киприана). Самое слово О., по толкованию Вальсамона и Властаря, происходит от όράω — video, observe — и свидетельствует о том, что лица, имевшие О., были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать, что должен был делать, в тот или другой момент его, присутствовавший в церкви народ. Другие производят ωράριον от ώρα — хранение, попечение (о душах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин. слове orarium, производя его от orare — молиться. Четвертый толедский собор, Беда Достопочтенный, Рабан Мавр и др. производят orarium от oro в смысле говорить, проповедывать, предполагая, что О. составлял принадлежность священнослужителей, как церковных учителей.

Н. Б—в.

Оратов

— местечко Киевской губернии, Липовецкого уезда, при речке Живе. 2000 жителей. Церкви православная и католическая, синагога; торги 2 раза в месяц.

Ораториане

или ораторианцы (в Италии обыкновенно называются филиппинцами) — духовная конгрегация; см. Монашество.

Оратория

(oratorium, лат., oratorio итал.) — духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spirituales", происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами; но главное назначение О. — не сцена, а эстрада. Старейшей О. считается "Rappresentazione di anima е di corpo", Эмилио дель Кавалиере (1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе (см.); не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось название светской О., напр. музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о ней стали неопределенными. См. B ö hme. "Geschichte des О." (1887); Kretzschmar, "F ührer durch den Konzertsaal" (1890).

Н. С.

Ораторское искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Орашану

(Николай Orăşanu) — румынский поэт-сатирик (1833 — 1890); приобрел известность статьями и стихотворениями против Карла I (в начале 70-х гг.). Главные его произведения: "Tîrgul cu idei sau buletinul Ci ş migiului" (1857), "Botezul lui Fîl-Fîl-Son în balta Ci ş migiuluĭ" (1857), "Trei fe ţĭ logofetĭ" (1857), " О fată de m ă ritat" (1858), "Panorama sau mineele lui Nichipercea" (1860), "Ilustriĭ contemporanĭ. Satire ş i epigrame politice" (1861), "Talme ş -Balme ş delà na ş ul meu Nichipercea" (1861—1863), "Poesiĭ didactice armatelor romane" (1877). В 1875 г. вышли его "Opere satirice".

Орб

— баварский, в Нижней Франконии, курорт, с двумя рассольными источниками, употребляемыми для ванн и внутрь с козьим молоком. Живописная местность, окруженная высокими горами. Из маточного рассола приготовляется общеизвестная "орбская соль" (Orber Badesalz), употребляемая для ванн золотушным. В градирнях — вдыхания.

Орбелиани, Вахтанг Вахтангович

(кн.) — грузинский поэт (1812—1890). Внук, по матери, предпоследнего грузинского царя Ираклия II, О. рос в воспитывался среди живых воспоминаний о непрерывных столкновениях грузин с мусульманами и с детства проникался благоговейной любовью к маленькой, но гордой духом Иверии. Еще в бытность свою в пажеском корпусе он пристрастился к чтению Гёте, Шекспира, Шиллера и В. Гюго. Складу романтических воззрений О. способствовало и переходное состояние грузинского общества, в котором еще памятны были геройские подвиги Ираклия II, но вместе с тем среди молодежи становилось заметно презрение к национальному языку и заветам предков. Неудавшаяся попытка грузинской молодежи политически восстановить Грузию (1832) имела последствием водворение О. на четыре года в Калуге. Впоследствии он дослужился до чина ген.-лейтенанта. Большинство стихотворений О. относится к 1879—90 гг., т.е. к старческому возрасту поэта. Воспоминания о Грузии заставляют его ожидать возрождения ее из пепла и развалин, "подобно легендарному фениксу"; он верит, что "дела отцов с лица земли не истребятся и ныне жалкие руины вновь полной жизнью загорятся" (поэма "Надежда"). Весь пыл своего патриотизма О. вложил в два лучшие свои произведения, "Надежда" и "Сирота" (последнее стихотворение — опыт лирического воссоздания главных моментов из жизни грузинского поэта XII в., Шоты Руставели); здесь наиболее ярко проявилось его уменье связывать суровость с идиллической прелестью и элегической нежностью. О. талантливо воспроизводит величие кавказской природы; в каждом его стихотворении встречаются то мирный пейзаж, то бурные и грозные явления, внезапно сменяющие "спокойный волшебный сон". Иногда в стихотворениях О. звучат отголоски политики и злобы дня: он клеймит эгоизм ("Зачем мы рождены"), касается тенденций молодой грузинской литературы ("Царица"). Полное собрание стихотворений О. (на грузинском языке) вышло в 1894 г., с биографией, написанной Ильей Чавчавадзе. См. А. Хаханов, "Из истории современной грузинской литературы. Кн. В. В. Орбелиани" ("Русская Мысль", 1896, кн. 5). Переводы на русский яз. см. у Ф. Тхоржевского, "Грузинские поэты" (Тифлис, 1889).

Ум.

Орбелиани, княжеский род

также Джамбакуриан-Орбелиан — княжеский род, по преданию, переселившийся в Грузию из Китая за 600 лет до Р. Х. Князья О. были наследственными генералиссимусами грузинских войск и во время коронации возлагали на царя корону. Когда Георгий III неправильно захватил грузинский престол, то во главе заговора, имевшего целью возвратить престол законному наследнику, стал князь Иванэ О. Покинутый заговорщиками, Иванэ О. сдался царю Георгию и был им варварски умерщвлен (1177); с ним вместе истреблена почти вся фамилия О. Кн. Григорий Дмитриевич О. (1800—83), генерал-от-инфантерии, был членом госуд. совета. Род О. внесен в V ч. род. кн. Тифлисской губ. Одна ветвь О. переселилась в Россию, в 1738 г., и внесена в I часть род. кн. Полтавской губ.

В. Р—в.

Орбилий Пупилл

(Orbilius Pupillus) — римский грамматик, родом из Беневента; служил солдатом, затем был учителем грамматики сначала в своем родном городе, затем, с 63 г. до Р. Х., в Риме, где умер в бедности, дожив почти до 100 лет. Он отличался большой суровостью и часто прибегал к телесным наказаниям; Гораций, бывший учеником его, называет его plagosus. Имя его сделалось поговорочным для обозначения педантического школьного тирана.

Орбини

(Орбинич, Мавро) — югославянский историк; род. в XVI в. на острове Млете; рано вступил в бенедиктинский орден, был аббатом; † около 1614 г. Слава О. зиждется на его сочинении: "Il regno degli Slavi hoggi corrottamente detti Schiavoni" (изд. в Пезаро, 1601). Эта книга может быть названа попыткой всеславянской истории, причем к славянам О. причисляет древних иллиров, вандалов, готов, гетов, гепидов, аланов, аваров и др. О. гордится подвигами славян, их величием и могуществом. Он рассказывает о распространении славян, об изобретении славян. письмен, о древней истории чехов, поляков, полабан, русских и особенно южных славян. Как источниками, О. пользовался рус. летописями, Каллимахом, Кромером, Варшевицким, Гайком, Дубравским, а также соч. византийскими, немецкими, венецианскими. Современные ученые (Макушев, "Исследования об историч. памятниках и бытописателях Дубровника", 97 сл.) упрекают О. в недостатке критики, запутанности хронологии, необработанности языка. Влияние слав. истории О. сказалось на многих последующих историч. трудах юго-славян (Раткай, Витезович, Качич и др.); она переведена и на рус. язык. (изд. Феофана Прокоповича, 1722).

A. X—ий.

Орбинский

(Роберт Васильевич) — писатель (1834—1892); воспитывался в Главном педагогическом институте, был проф. одесского Ришельевского лицея и новоросс. унив. и директором одесского коммерческого училища. Министр финансов командировал О. в сев.-америк. Соединенные Штаты для изучения хлебной торговли, результатом чего был труд: "О хлебной торговле Соед. Штатов в Сев. Америке"(СПб., 1880). Из других трудов О. выдаются: "О значении филологии и естественных наук в историческом образовании" ("Журнал М-ва Нар. Пр. " ч. LXXV), "Еврипид и его значение в истории греческой трагедии" (ч. LXXIX), "О следах славянства в языке новогреков" (ч. LXXXIII), "О преподавании иностранных языков"(1868, кн. 2 и 3); "О народности нынешних обитателей Греции" ("Р. Слово", 1860, кн. 3), " Английские деисты XVII — XVIII в. ("Записки Имп. Новорос. Унив.", 1869), "Византийские женщины" ("Южн. Сборник", О., 1859), "Руководство для преподавателей грамотности" (Одесса, 2 изд., 1866), "О состоянии и устройстве училищ в Англии, Франции и Бельгии" (публичн. лекции, Одесса, 1861), "Записка о настоящем положении одесской торговли и желательных для упрочения ее мероприятиях" (Одесса, 1886; приложение к "Отчету" Од. Комитета Торг. и Мануфактур за 1885 г.), "Экономическое положение Одессы в настоящем и будущем" ("Русский Вестник", 1883, кн. 7). См. "Двадцатипятилетие Имп. Новорос. Унив." А. И. Марковича (О., 1890, стр. 305—311).

Ум.

Орбиньи

(Alcide Dessalines d'Orbigny) — французский путешественник и палеонтолог (1802—1851). Много путешествовал по Южной Америке. С 1853 г. занимал кафедру палеонтологии в Jardin des Plantes в Париже. Написал: "Voyage dans l'Am é rique meridionale" (П., 1835—49), "L'homme am éricain" (1840), "Palaéontologie franç aise" (П., 1840—60), "Cours élémentaire de paléontologie et de géologie stratigraphiques" (1851—1852), "Prodrome de paléontologie stratigraphique universelle" (1850—52).

П. От.

Орбита, в астрономии

— путь небесного светила в пространстве. Если рассматривать только два тела, притягиваемые по законам всемирного тяготения, то одно из них двигалось бы около другого по одной из кривых второго порядка, т. е. по эллипсу, параболе или гиперболе (в частных случаях по кругу и по прямой). Система планет, притягиваемая одним солнцем, и система спутников, притягиваемых одной планетой, нарушает правильность движения, и потому орбиты отдельных тел в системе представляют более сложные кривые; однако, притягательные действия отдельных планет и спутников в нашей солнечной системе незначительны по сравнению с притяжением главного тела, и потому в первом приближении они описывают почти правильные конические сечения. О. планет и спутников суть эллипсы с весьма малыми эксцентриситетами, а О. комет — эллипсы с большими эксцентриситетами, приближающиеся к параболам; О. двойных звезд обыкновенно эллиптичны. Для полного знания О. необходимо определить из наблюдений ее элементы: большую полуось, эксцентриситет, наклонность к эклиптике, долготу восходящего узла, долготу перигелия, время прохождения через перигелий и массу светила. В частных случаях достаточно определить меньшее число элементов; напр., для вычисления О. вновь открытой кометы обыкновенно считают ее параболой (эксентр. = 0), а массу за 0 и ищут лишь прочие 5 элементов. Определение элементов О. из наблюдений составляет предмет теоретической астрономии; задача эта представляет значительные трудности во-первых потому, что наблюдения производятся с земли, непрерывно движущейся в пространстве, а во-вторых потому, что небольшие ошибки наблюдений могут быть причиной значительных погрешностей в вычисленных элементах. При определении О. спутника центральная планета считается неподвижной, точно так, как, при определении О. планеты, солнце считается неподвижным. На самом деле как планеты, так и самое солнце передвигаются в пространстве и, следовательно, истинные О. разных светил представляют в пространстве чрезвычайно сложные и еще мало изученные кривые.

В. В. В .

Орбита, в медицине

(глазница, глазная впадина) — 2 полости, в которых лежат глазные яблоки. У человека О. имеет форму четыресторонней пирамиды с закругленными углами, основание которой обращено кпереди и кнаружи, а верхушка — кзади и кнутри. Свод О. образуется пластинкой лобной кости и кзади — малым крылом клиновидной кости; дно — глазничной поверхностью тела верхней челюсти, сзади — глазничным отростком нёбной кости, спереди и снаружи — скуловой костью; наружная стенка — большим крылом клиновидной кости и височным краем скуловой кости. Наконец, внутренняя стенка О. образуется слезной косточкой, бумажной пластинкой решетчатой кости и глазничным отростком верхней челюсти, сзади — передней частью тела клиновидной кости. Полость глазницы сообщается с полостью черепа, носовой и другими близлежащими полостями, имеет 3 отверстия, через которые проходят сосуды и нервы. Через одно из них проходит зрительный нерв. Сама полость О. выстлана рыхлой жировой соединительною тканью, которая, уплотняясь, образует влагалище для мышц, сосудов и нервов. Отдел ее, непосредственно прилегающий к глазному яблоку и представляющийся более утолщенным, образует Тенонову или Боннетову сумку (см. Глаз). К клетчатке проходит много артерий и вен. Что касается болезней О., то близкое соседство ее с различными полостями обусловливает частый переход страданий с них на глазницу, и наоборот. Большинство заболеваний глазницы ранее всего обнаруживаются смещением глазного яблока и ограничением его подвижности. Получается или выпячивание глазного яблока — экзофтальмия (exophthalmus) или западение его — энофтальмия (enophthalmus). Последнее наблюдается очень редко и в большинстве случаев обусловливается сморщивающимися рубцами или всасыванием жировой ткани при голодании, после истощающих болезней, холеры и пр. В общем, различают следующие страдания глазницы: воспаление составных частей ее (периостит, воспаление клетчатки, Теноновой оболочки, слезной железы и пр.), кровотечения, травматические повреждения, опухоли и пульсирующее пучеглазие. Опасность воспалительных процессов лежит в близком соседстве черепной полости, обилии вен и венозных пазух, так что процесс может перейти на мозговые оболочки и даже на самый мозг. Особенное значение имеет выпячивание глазного яблока — пучеглазие (см.); которое представляет симптом разнообразных болезненных состояний и, соответственно этому, имеет различный характер. Из травматических повреждений заслуживают внимания переломы костей стенок глазницы, сопровождающиеся кровотечениями и смещениями глазного яблока и представляющие крайнюю опасность (смерть в 34 % случаев их) вследствие непосредственного или вторичного заболевания мозга. Далее, глазница нередко служит местом различных новообразований, которые могут возникнуть в глазничной клетчатке, в слезной железе, зрительном нерве и, наконец, исходит из стенок О. При них наблюдается как пульсирующее, так и непульсирующее пучеглазие. При первом в глазном яблоке слышны шумы, производимые аневризмами, а само глазное яблоко пульсирует, что ощущается не только посторонними, но и самим больным. Причины пульсации объясняются расстройствами кровообращения, воспалительным изменением стенок вен, а самую пульсацию как эффект распространения систолической волны (см. Кровообращение) от сердца в расширенные вены.

Г. М. Г.

Орбито-сфеноидная кость

или глазнично-клиповидная кость — развивается в передне-боковой стенке черепа позвоночных и у млекопитающих представлена малыми крыльями клиновидной кости. Иногда она может отсутствовать, иногда обе О. кости сливаются в одну. О. кость развивается перихондрально, хотя некоторое участие в ее образовании принимает и соединительная ткань.

Орвието

(Orvieto) — город в итальянской провинции Перуджии, на уединенной туфовой скале, на правом берегу реки Паглия, 355 м. над уровнем моря. О. знаменит своим кафедральным собором, постройка которого началась в 1290 г. и продолжалась до 1580 г. Фасад из белого мрамора, украшенный рельефами и мозаикой, представляет одно из великолепнейших произведений готического искусства. Внутри замечательны фрески Фьезоле и Луки Синьорелли, прекрасная купель (1402), серебряная дарохранительница (1337). 5 других церквей (в том числе Сан-Доменико ХIII-го века), городской музей (этрусские и средневековые вещи), театр; знаменитый колодезь, в который спускаются по двум спиральным лестницам, в 248 ступенек каждая. Жит. (1881 г.) 7304; главные занятия их — виноделие, добывание масла; торговля. О. является под именем Urbs vetus в VII веке; в конце средних веков сделался республикой. В XIV веке здесь властвовали Мональдески, от которых О. в 1420 г. перешел к папе Мартину V. В 3 км. от О. открыты в 1864 г. этрусские могилы с надписями и рисунками, некрополь древних Вольсиниев. Ср. Gruner, "Die Basreliefs am Dom zu O." (Лпц., 1858; 83 таблицы с текстом Э. Брауна); Fumi, "Codice diplomatico della citta di O., sec. XI — XV" (Флор., 18 8 4); его же, "О., note sioriche etc." (Читта ди Кастелло, 1891) и "Il duomo d'O." (Рим, 1891); Piccolomini, "Guida storico-artistica della citta di О." (Сиена, 1885).

Оргазм

— высшая степень чувства полового сладострастия.

Орган

Статья большая, находится на отдельной странице.

Организация войск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Организм

— см. Органы.

Организмы

(геологическая их деятельность). — Своей жизнедеятельностью растительные и животные О. могут весьма сильно влиять на изменение поверхностных пород земной коры, а после смерти своими остатками доставляют материал для образования громадных толщ горных пород, получивших название органогенных. Геологическая деятельность животных и растительных О., при жизни их, сводится, главными образом, на разрыхление поверхностных пластов земной коры, что значительно облегчает доступ в эти слои воздуха и водных растворов, под влиянием которых в породах происходят физические и химические реакции, в совокупности обусловливающие выветривание горной породы, разрушение ее и образование почв (см.). В рыхлых поверхностных горных породах корни древесных и травянистых растений углубляются иногда на 15 метр. (Scheperdia argophylla) и делают породы сразу доступными выветриванию на такую значительную глубину; но и самые твердые вулканические и кристаллические горные породы: базальты, трахиты, граниты не могут противостоять химическому и механическому действию некоторых лишайников, способствующих образованию трещин и более быстрому разрушению этих пород. Дарвин показал, какое громадное значение имеет в деле разрыхления горных пород обыкновенный дождевой червь; не меньшее влияние оказывает в ту же сторону деятельность роющих животных, каковы суслики, сурки, кроты и др., которыми кишмя кишат, напр. наши южнорусские степи, а исследования последнего времени выдвигают даже важное значение некоторых грибков и бактерий как почвообразователей и геологических деятелей. Еще более грандиозны скопления посмертных остатков животных и растений. Суммируясь и увеличиваясь из поколения в поколение, скопления остатков микроскопических скорлупок корненожек приводят к образованию громадных толщ мела (см.) и известняка (см.). На наших глазах отложения строящихся кораллов ведут к образованию многочисленных коралловых рифов и островов (см.). Не менее значительны скопления остатков растений, которые повели к образованию мощных штоков и пластов каменного угля (см.) и доныне дают материал для образования торфяников (см.). Наконец по мнению многих ученых, скоплению разложившихся остатков животных обязаны своим происхождением представляющие такое важное экономическое значение залежи нефти (см.).

Б. П.

Органист

(Euphonia) — род певчих птиц из группы конусоклювых (Conirostres), семейства тангар (tanagridae). О. отличаются коротким, высоким клювом с согнутой спинкой и зубчатыми краями, заостренными крыльями, в которых 2-е и 3-е маховые лишь немного длиннее 1-го и 4-го, и усеченным, коротким хвостом. Сюда относится 33 вида водящихся в Мексике, Средней и Южн. Америке. Это небольшие птицы, у которых самцы, как и у других тангар, окрашены в период размножения очень ярко и резко отличаются от самок. Пение их очень приятное. Живут в лесах, питаются ягодами и сочными плодами, принося иногда ощутительный вред. О. назван был собственно вид Eu. musica Gray, водящийся на С.-Доминго. Самец окрашен сверху черно-голубым и небесно-голубым цветом, нижняя часть спины, нижняя сторона и лоб оранжево-желтые, хвост черный; самка — темно-зеленоватая.

Н. Кн.

Органичеcкая теория общества

Статья большая, находится на отдельной странице.

Органическая теория государства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Органическая химия

— см. Химия.

Органические вещества

— см. Органический анализ, Химия.

Органический анализ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Органные валы

для механических органов — изготовляются следующим способом: берут прямоугольный брусок произвольной длины, толщиной не больше дюйма, и "обшивают" его дощечками одинаковой толщины, накладывая слой за слоем, чтобы в общем получился брус от шести до восьми и более дюймов высоты и толщины. Длина такого бруса должна соответствовать футляру вала в органе. "Обшитый" брус сушат в умеренно теплом месте, затем брус обстругивают рубанками, срезая понемногу углы, проходит внимательно фуганком и превращают в продолговатый цилиндр, с безукоризненно гладкой поверхностью, при помощи токарного станка, полируют, оклеивают всю поверхность писчей бумагой, предварительно намоченной в воде. На такой цилиндр накалывают медные штифтики с загнутыми под прямым углом концами, чтобы превратить его в музыкальный вал. Самое накалывание производится специальным мастером по особому для каждого вала вычислению, совершаемому предварительно на модели для той или другой пьесы и принимая во внимание время полного оборота вала. Вал приводится в движение гирей в больших органах, рукой — в шарманках, пружиной — в музыкальных ящиках. Звуковая часть состоит из органных труб или трубок, в ящиках — из металлических пластинок, задеваемых штифтами валика.

Органные трубы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Органный пункт

(point d'orgue). — Звук большой длительности, в продолжение которого применяются разные гармонии, назыв. выдерживаемым тоном. Он применяется в нижнем, среднем или верхнем голосах. В нижнем, будучи доминантой или тоникой тональности, он называется О. пунктом или педалью и считается высшей степенью каденции. Выбор аккордов над О. пунктом находится в связи с составом распространенной каденции (см.). Кроме этих аккордов применяются и другие, входящие в состав тональности О. пункта. Над ним можно модулировать; преимущественно модулируют в те тональности, который находятся в ближайшем сродстве с тональностью О. пункта. Цель О. пункта заключается в приготовлении к известной тональности или укреплении в ней. О. пункт на доминанте служит для приготовления тональности. В музыкальном сочинении он ставится там, где, после отдаленных модуляций, требуется возвращение к тональности О. пункта. Преимущественно в конце пьесы ставится О. пункт на тонике, для закрепления в тональности О. пункта. Соединение О. пункта на тонике и доминанте называется двойным О. пунктом или двойной педалью, причем тоника ставится ниже доминанты. О. пункт получил свое название от органа, на педали которого (см. Орган) впервые стали применять О. пункты.

Н. С.

Органогены

— см. Органический анализ.

Органометаллы

— то же, что металлоорганические соединения (см.).

Органотерапия

— Этим именем обозначаются новейшие попытки лечения некоторых внутренних и наружных болезней посредством вытяжек из различных внутренних органов, а также посредством внутреннего употребления этих органов в сыром или высушенном и измельченном виде. Новейшее развитие О. имело своей исходной точкой опыты Броун-Секара над действием эмульсии из яичек. Теоретической основой для них послужило современное физиологическое учение о "внутренней секреции" (secretion interne), т. е. о том, что все железы вообще, кроме тех веществ, которые изливаются в их выводные протоки, вырабатывают еще другие вещества, поступающие обратно в кровь и необходимые для нормальной жизни организма; отсюда естественно вытекала попытка при недостатке в организме этих веществ вводить их в виде ткани вырабатывающих их желез. 1) Эмульсия из яичек применялась в виде подкожных впрыскиваний при самых разнообразных хронических болезнях, связанных с общим истощением, особенно при старческой слабости и при чахотке, а также при малокровии, малярии, спинной сухотке и т. д. Но результаты, полученные разными авторами, крайне противоречивы, и полезное действие этой эмульсии далеко еще не прочно установлено. Еще менее ясные результаты дали попытки впрыскивания эмульсии из яичников при разных болезнях женских половых органов, при истерии и после иссечения яичников (овариотомии). Вытяжка серого вещества мозга применялась целым рядом наблюдателей (Babes, Constantin Paul, Gibier, Dauriac, Clement, и мн. др.) при различных нервных болезнях, эпилепсии, спинной сухотке, неврастении и др., но без какого-либо резкого эффекта. Предположение Броун-Секара, что вытяжка из селезенки может оказаться полезной при перемежающейся лихорадке — болезни, сопровождающейся хроническим воспалением селезенки, вытяжка из мышц — при упадке сил, вытяжка из селезенки и лимфатических желез — при малокровии и заболеваниях лимфатической системы — не подтвердилась другими наблюдателями. Мак, Алистер и Фразер употребляли костный мозг при злокачественном малокровии и при общем поражении лимфатической системы (лимфаденоме), по-видимому, с хорошим успехом, но наблюдения эти еще слишком малочисленны. Ввиду тесной связи некоторых форм сахарного мочеизнурения с болезнями поджелудочной железы, была сделана попытка лечить сахарное мочеизнурение внутренним употреблением мелкоизрубленной сырой поджелудочной железы или подкожным впрыскиванием вытяжки из нее, но полученные результаты большей частью были совершенно ничтожны или даже отрицательны. Равным образом и опыты лечения Аддисоновой болезни (см.) вытяжкой из надпочечных желез не дали положительных результатов. Если, несмотря на все эти неудачи, О. все-таки продолжает привлекать внимание врачей, то главным образом ввиду тех несомненных, блестящих успехов, которые достигаются употреблением внутрь щитовидной железы при так наз. микседеме (см.) или слизистом отеке. Эта хроническая, крайне тяжелая болезнь, доселе считавшаяся неизлечимой, и сопряженная с уменьшением щитовидной железы, в настоящее время быстро и прочно излечивается употреблением мелко изрубленной, или высушенной и превращенной в порошок щитовидной железы. Против этой болезни О. несомненно дала нам могущественное средство; этого одного достаточно, чтобы заставить продолжать исследования в этом направлении. См. Успенский, "Органотерапия" (1896).

А. Л—н.

Органсин

— так называется шелковая пряжа (см.), предназначенная для основы. Для приготовления ее отбираются, по возможности, лучшие коконы и нить скручивается из большего числа волокон, чем это имеет место при приготовлении уточной пряжи или трамма (см. Шелк).

А. П. Л. Δ.

Органчик

(Tubipora) — род из восьмищупальцевых полипов с характерным скелетом, состоящим из вертикальных слегка сверху расходящихся трубок. Трубки сидят на общей пластинке и соединены несколькими горизонтальными платформами. Только части трубок, находящиеся выше предпоследней платформы, одеты мягкими частями, а нижележащие части лишены их и представляют так сказать отмершую часть колонии.

Органы

(от слова ǒργανον — орудия) — части тела животных и растений, выполняющие те или другие деятельности, из совокупности которых слагается жизнь животных и растений. Так как тело живых существ состоит из О., то как животные, так и растения носят общее название организмов. О. получают название смотря по производимой ими деятельности (напр. органы движения, пищеварения и т. д.). Если какая-либо деятельность организма выполняется целой группой О., то совокупность их получает название системы О. или аппарата (напр. О. измельчения, переваривания и всасывания пищи составляют систему О. пищеварения или пищеварительный аппарат). Одна и та же часть тела может выполнять различные деятельности (функции), а, следовательно, представлять собой различные О.; особенно резко это выражено у простейших, где, напр. у корненожек, протоплазма является органом движения, восприятия внешних раздражений, пищепринятия, пищеварения, дыхания, выделения и т. д. О. разных животных или разных растений могут соответствовать друг другу или физиологически, т. е. по деятельности (функции), или морфологически, т. е. по происхождению из первоначально одинаковых частей. В первом случае О. называются аналогичными, во втором гомологичными. Так напр., крыло птицы и крыло насекомого О. аналогичные, так как и то, и другое представляют О. летания, но они не гомологичны, так как первое представляет видоизмененную переднюю конечность позвоночного, второе — складку кожи; напротив, рука человека, передний ласт тюленя, крыло птицы не аналогичны, так как функция их совершенно различна, но они гомологичны, так как представляют видоизменения одного и того же свойственного позвоночным органа — передней конечности.

Н. Кн.

Органы выделения

— см. Выделительные органы, также Мочеполовая система.

Органы дыхания

— см. Дыхательные органы.

Органы зрения

— см. Глаз и Зрение.

Органы обоняния

— см. Обонятельные органы.

Органы осязания

— см. Осязательные органы.

Органы пищеварения

— см. Пищеварительные органы.

Органы размножения

— см. Размножение и Мочеполовая система.

Органы чувств

— органы, посредством которых животные воспринимают внешние раздражения. У простейших (Protozoa) внешние раздражения, какова бы ни была их природа (механические, тепловые, световые, химические), воспринимаются протоплазмой, которая и отвечает на них движениями. То же самое происходит в сущности и у губок, с тем различием, что воспринимаемое раздражение может здесь передаваться далее от клеточки к клеточке. У остальных много клеточных животных с появлением обособленных чувствительных клеточек, нервной системы и мускулатуры происходит разделение труда, ведущее к большему совершенству процессов восприятия внешних раздражений и реагирования (ответы) на них. При этом чувствительные клеточки обнаруживают повышенную раздражимость (возбудимость), полученное раздражение быстрее проводится по нервам и подвергается в нервных клеточках более сложным и совершенным процессам переработки в импульсы к деятельности, направляемые к различным органам. В то же время и так называемая способность различения, в силу которой на различные раздражения животное отвечает различным образом и которая свойственна в известной степени и простейшим, получает дальнейшее развитие. Для различения и служат особые органы, в состав которых входят чувствительные клеточки (или соответствующие им по функции простые нервные окончания) — О. чувств. Отдельное восприятие раздражений является следствием того, что отдельные раздражения воспринимаются отдельными чувствительными клеточками и проводятся к центральной нервной системе по отдельным путям (нервам), и что разные раздражения воспринимаются различными (специфическими) О. чувств. Специфические О. чувств приспособлены к восприятию раздражений определенного рода (механических, световых и т. д). Это достигается тем, что 1) их чувствительные клеточки обнаруживают повышенную возбудимость по отношению к известному роду раздражений и, напротив, малую по отношению к другим (так напр. осязательные О. не чувствительны или мало чувствительны к свету) и 2) О. чувств устроены так, что другие раздражения не достигают (или едва достигают) до чувствительных клеточек (напр. слуховые О. устроены так, что легко доступны лишь для звуковых колебаний). Однако, чувствительные клеточки специальных О. чувств обладают известной степенью чувствительности и к другим раздражениям; так механическое раздражение глаза воспринимается чувствительными клеточками сетчатки (или зрительным нервом) и именно вызывает впечатление световое. Какое впечатление будет вызывать в подобных случаях данное раздражение, зависит от отношений данного органа к центральной нервной системе. У многих низших животных (кишечнополостных, некоторых червей) чувствительные клеточки кожи одного рода, а между тем с помощью их воспринимаются и механические, и тепловые, световые, химические раздражения — кожа представляет при этом примитивный, неспециализованный О. чувств, О. так называемого кожного чувства. О. кожного чувства являются или в виде отдельных чувствительных клеточек, связанных с нервами, или же в виде особых групп их, одетых клеточками, кроющими — это так называемые чувствительные почечки или луковочки (Sinnesknospen). Специальные О. чувств делятся на органы осязания, обоняния, вкуса, зрения и слуха (см. осязательные органы). В биологическом отношении одни О. чувств могут в известной степени заменять другие: так развитое обоняние может заменять для животного слабо развитое у него зрение, у животных слепых или с крайне слабо развитым зрением часто наблюдаются чрезвычайно развитые О. осязания и т. д.

Н. Кн.

Оргеев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оргеторикс

(Orgetorix) — вождь гельветов. В 61 г. до Р. Х. он убедил своих сограждан переселиться в другое место, менее стесненное природными условиями, чем страна гельветов. Он имел в виду, при этом, стать во главе вновь образованной в другом месте общины. Рассчитывая в недалеком будущем занять первое место среди галльских племен, гельветы стали готовиться к переселению и поставили во главе экспедиции О. Посвятив в свои честолюбивые замыслы секвана Кастика и эдуя Думнорикса, О. помог им сделаться царями в их общинах и убедил их принять участие в завоевании всей Галлии. Когда их замыслы сделались известны гельветам, последние привлекли О. к суду и приговорили его к смерти через сожжение. Опираясь на многочисленных клиентов и должников, О. воспротивился исполнению приговора; община, однако, решила оружием отстоять свое право и дело кончилось тем, что О. сам умертвил себя. Вероятно, дело не обошлось без вмешательства римлян и Цезаря. См. Caesar, "De Bello Gallico" (кн. I, гл. 2—4).

Н. О.

Оргии

(Όργιαα τά). — Так назывались в древнегреческой религии богослужения в честь Деметры (в Гомеровском гимне богиня обещает научить людей священнодействиям: όργια δ ' αύτή έγών ύποθήδομαι). Термин О., в приложении к культу Деметры — синоним другого более распространенного термина, мистерии (см.), а также третьего термина, τελετή. Позднее, когда культ Деметры сблизился с культом Диониса и вообще распространились тайные культы, за священнодействиями в честь Деметры установилось название мистерий, оргиями же по преимуществу стали называться экстатические, восторженные священнодействия в честь Диониса. Легенды об индийском Дионисе перешли в Грецию из Малой Азии (Фригии и Лидии) и принесли с собою оргиастические обряды, на которые мы имеем указания в отрывках (fr. 2, 3 по изд. Аренса) Эсхиловской трагедии 'Ηδωνοί. (2-я пьеса из тетралогии Λυκουργία) и в дошедшей до нас трагедии Еврипида Βάκχαι. Дионис азиатских легенд — не аттический бог винограда, а женственное божество, символ чистого, беззаветного восторга, очищающего человеческую душу. Греческие женщины и вообще греки приняли новый культ с восторгом, учредив в честь бога ночные О. на Кифероне и Парнасе, в Коринфе, Мегаре, Аргосе и т. д. Женщины, участвовавшие в оргиях (Μαινάδες, Θυιάδες, Βάκχαι, Λήναι), увенчивали себе голову плющом, дубовыми и тисовыми (σμίλαξ) листьями, набрасывали на плечи оленью шкуру, в одну руку брали тирс, в другую факел, и в бешеном восторге носились по священной местности, переходя от экстаза к созерцательному покою и оцепенению. Подобно мистериям, Дионисовы О. были таинством, к которому допускались только посвященные; целью их, как и мистерий, было очищение душу религиозным восторгом. Особенно хорошо иллюстрирует оргиастический культ Диониса Еврипид, в своей трагедии "Вакханки". Вакховы О. существовали и в Риме (так наз. Bacchanalia), но, вследствие их крайней распущенности, были запрещены в 186 г. до Р. Х.

Оргия

(Org yia) — род бабочек из семейства Liparidae (куда относится монашенка, непарный шелкопряд, златогузка). Отличается резким половым диморфизмом. У самца усики гребенчатые, крылья широкие, в покое складывающиеся над телом крышеобразно, передние треугольные, задние округленные, брюшко тонкое; у самки усики простые, тело толстое, крылья зачаточные. Гусеницы покрыты пучками и щеточками волосков, на первом членике имеют две направленных вперед кисточки волосков, на 11-м — направленную вверх. Самцы по выходе из яйца остаются сидеть на коконе, здесь оплодотворяются и откладывают яйца. Самцы летают днем. О. antiqua L. — см. таблицу Бабочки. Самец красно-бурого цвета с 2 темными поперечными полосами и белым полулунным пятном у заднего угла, задние крылья светлые, размах крыльев 30 мм. Самки серого цвета с толстым телом и маленькими зачатками крыльев. Гусеница серого цвета с желтыми волосками, буроватыми или желтыми щеточками на спине и черными кисточками; живет на дубах, фруктовых и др. деревьях. Окукляется в желтоватом овальном коконе. Весьма обыкновенная бабочка; в сев. России в течение года развивается одно поколение, и бабочки появляются в августе и сентябре, в средней и южной — два, бабочки в июне и августе или сентябре. Значительного вреда не приносит.

Н. Кн.

Орда, Наполеон

(Orda, 1807—1883) — польский литератор и композитор. Составил "Grammaire analitique et pratique de la langue polonaise a l'usage des Fr anç ais" (П., 1856; Б., 1858, в передел. виде — Варшава, 1874), изд. "Album dziel kompozytsr ò w polskich" (1838), "Gramatyka muzyki" (Варшава, 1873) и альбом видов губ. Гродненской, Виленской, Минской, Ковенской, Волынской, Подольской и Киевской, материал для которого собрал во время своих путешествий.

Орда, ставка хана

(монголо-турецкое) — у восточных кочевников первоначально так называлось место, где находилась ставка хана, а затем — и самое владение. Таким образом О. означает объединение различных племен под властью одного хана. В русских летописях упоминается об ордах: Золотой (см.), Волжской или Большой, Заницкой и Синей (см. Кипчаки), Казанской, Астраханской, Крымской, Перекопской и др. До 1860-х годов на О. подразделялись киргиз-кайсаки (см.).

Ордалии

— см. Суд Божий.

Орден

Статья большая, находится на отдельной странице.

Орден польский военный

— см. Польский военный О.

Орден российский кавалерский

— см. Орден (орденская администрация).

Ордена архитектурные

— см. Архитектура.

Ордена масонские

— Почти все масонские ложи (см. Франкмасонство) установили свои О., заключающиеся или в знаках подобных орденским, или в особых символических знаках. Обширная коллекция масонских О. и знаков имеется в Румянцовском музее в Москве.

Ордена монашеские

— см. Монашество.

Ордена рыцарские

— см. Рыцарские ордена.

Орденская чернильница

— золотая чернильница, пожалованная Екатериной II думе ордена св. Георгия; хранится в капитуле орденов.

Орденские жезлы и трости

— употребляются официалами орденов (см.); на них имеются знаки соответствующего ордена. Жезлы обыкновенно серебряные, а трости — черного дерева, но употребляются и иные.

Орденские залы

— так называются устраиваемые обыкновенно во дворцах или в помещении гроссмейстера ордена особые залы, предназначаемые для О. празднеств. Они украшаются изображениями орденов, списками кавалеров и т. п. У нас такие залы находятся в Зимнем дворце — Георгиевская и в Большом Кремлевском — Андреевская или тронная, Екатерининская или малая тронная, Владимирская, Георгиевская и Александровская.

Орденские ленты

— бабочки из рода Catocala; см. Совки.

Орденские монеты

— под этим названием иногда выделяются из общей группы западноевропейских монет монеты, битые рыцарскими орденами: св. Иоанна Иepyсалимского (иоаннитов) на островах Родосе и Мальте (до конца прошлого века), тевтонским в Пруссии и Литве, храмовников и меченосцев. Монеты эти, по типу и сортам, подобны современным им западноевропейским. О. монетами иногда называют и монеты, выпускаемые в честь ордена, юбилея его и т. п. Такие монеты известны во многих государствах Западной Европы, хотя в подобных случаях более распространен выпуск медалей.

П. ф. В.

Орденские одеяния

— см. Орден.

Орденские пенсионеры

— см. Орден.

Орденские праздники

— см. Орден.

Орденские реликвии

— название это дают не только святыням, принадлежащим ордену (мощам святых патронов ордена, иконам и т. п.), но также и некоторым особо чтимым в ордене предметам, тесно связанным с событием из истории ордена. Подобные реликвии принадлежат обыкновенно тем лишь орденам, которые возникли в средние века. Драгоценнейшие О. реликвии в настоящее время находятся у нас; они принадлежали ордену св. Иоанна Иерусалимского, привезены в Россию в царствование Павла I и состоят из предметов: 1) священных — Филермской иконы Божией Матери (писанной, по преданию, св. евангелистом Лукой), частицы Древа Господня, Десницы Иоанна Крестителя и 2) исторических — крестов вел. магистров Обюссона и Лавалетта и мальтийской галеры.

Орденские сервизы

— сервизы с изображением орденских знаков, подававшиеся на обедах в дни орденских праздников. У нас сервизы эти изготовлялись в прошлом столетии императорским фарфоровым заводом, со знаками орденов св. Андрея, Екатерины, Александра Невского, Владимира и Георгия. В настоящее время они не употребляются.

Орденский капитал

— см. Орден.

Орденский капитул

— см. Орден.

Орденский ковчег

ковчег, исполненный в 1798 г. для хранения "установления о Российских орденах"; хранится в капитуле орденов.

Ордер

— см. Приказ.

Ордин

(Кесарь Филиппович) — гофмейстер († в 1892 г.). Образование получил в СПб. университете по математическому факультету. Известен как автор ряда статей, посвященных Финляндии и печатавшихся преимущественно в "Моск. ведомостях" и "Русском Вестнике". О. резко нападает на сепаратистские, будто бы, стремления финляндцев. Из этих статей составились книги: "Конституция Финляндии" (СПб., 1888) и "Покорение Финляндии" (СПб., 3889).

Ординарец

(воен.) — офицер или нижний чин, назначаемый к начальствующим лицам, преимущественно для передачи приказаний. При почетных караулах наряжаются почетные О. В последнее время при пехотных полках в России учреждены команды конных О.

Ординарий

1) Ordinarium — в западной церкви обозначение требника для церковного года. 2) Ordinarius — в католической церкви "обыкновенный" судья в духовных делах. Так как внутри диоцеза в обыкновенных случаях церковная власть принадлежит епископу, то О. является для них каждый епископ.

Ордината

— Положение точки на плоскости определяется величиной перпендикуляра, опущенного из точки на некоторую данную прямую, называемую осью абсцисс и расстоянием основания этого перпендикуляра до некоторой данной на оси абсцисс точки, называемой началом. Перпендикуляр, опущенный из точки на ось абсцисс, называется О. точки; расстояние же основания О. до начала называется абсциссой точки. О. и абсцисса точки суть ее прямоугольные координаты, которыми определяется ее положение (см. Координаты). При определении положения точки косоугольными координатами, проводятся на плоскости две прямые, называемые осями координат; положение точки определяется величиной ее расстояний от осей, причем эти расстояния считаются по направлениям параллельным осям. Одно из этих расстояний называется абсциссой, а другое О. Прямоугольные координаты представляют собой тот частный случай косоугольных, когда угол между осями есть прямой.

Н. Делоне.

Ординатор

— врач военного госпиталя, заведующий палатой или отделением. О. делится на старших и младших. Ежедневно один О. назначается дежурным по госпиталю. Св. Воен. Пост. 1869 г., кн. XVI, ст. 132—166.

Ординация

— см. Клир и Посвящение.

Ордонансгауз

(воен.) — так назывались прежде комендантские управления (см.).

Ордонансовые роты

(Compagnies d'ordonnance). — После освобождения Франции от владычества англичан, Карл VII (см.); убедившись в недостатках своих ленных ополчений и наемных банд, решился совершенно преобразовать устройство франц. вооруженной силы и в 1445 г. издал постановление о сформировании так наз. О. рот. Роты эти, числом 15, состояли каждая из 600 всадников. В мирное время они размещены были по всему государству, содержались на особо установленную подать (la taille) и правильно обучались военному делу, представляя, таким образом, первое постоянное регулярное войско во Франции. При Людовике XI служить в О. ротах считали за честь знатнейшие представители французской дворянства. Малейшее упущение по службе или дурное поведение влекло за собой исключение виновного из роты. В XVI в. О. роты перестали существовать. Наподобие французских организованы были О. роты и в бургундской армии Карла Смелого, с той разницей, что в состав их входила и пехота.

Ордонансы

— указы французских королей, создававшие законодательные нормы для внутренней жизни страны. Будучи на первых порах актами административно-хозяйственного управления в собственных доменах короля, они, мало-помалу, становятся законами, распространяющими свою силу на все королевство и устраняющими аналогичные распоряжения других феодальных владельцев. Сначала они выражали согласную волю короля и подчиненных ему знатных лиц, баронов и высшего духовенства; затем они становятся выражениями воли одного короля, как верховного законодателя — воли, проявляемой после выслушания лишь совещательного мнения "великого совета", состав которого постепенно уменьшается до тесного круга ближайших к трону лиц и принцев крови. О. издаются иногда и помимо совета, будучи выработаны комиссиями из юристов или канцлером королевства, под редакцией которого они всегда появляются в свет. Волю короля выражают и те О., которые изданы под непосредственным влиянием генеральных штатов или в ответ на петиции сословий. Рост законодательной деятельности, выражающейся в О., идет параллельно с ростом королевской власти. Первый общий О. относится к 1155 г., когда Людовиком VII провозглашен был Божий мир на 10 лет, прекращавший на это время частные войны. Несколько О. издает Филипп-Август, а Людовик IX смело уже берется за руководство внутренней жизнью всей Франции при помощи О. (О. 1254 г. pour la reformation des moeurs, О. 1257 г., уничтожавший поединок в королевских судах, и т. д.). С этого времени начинается быстрый рост французского законодательства. Официальная редакция обычного права прекращает дальнейшее его самостоятельное развитие, и каждый новый шаг в развитии права совершается путем О. По содержанию и форме различают О. XIV—XVI и О. XVII—XVIII вв. Представляя собой нередко обширные законодательные акты, первые имели в виду, главным образом, ввести улучшения в устройство отдельных частей внутреннего управления и суда, способствовать борьбе со злоупотреблениями. Их совокупность лишена определенного плана, нормы лишены оригинальности и заметно отражают на себе влияние римского и канонического права. О. XVII — XVIII ст. являются последовательными и планомерными кодификациями правовых норм, касающимися цельных отделов государственного устройства, судопроизводства, гражданского, торгового, морского права и др. отраслей юридической жизни; они представляют собой плоды юридического творчества компетентных лиц и комиссий, хорошо знакомых с прошлым страны, теорией права и потребностями текущей жизни. Из первых особенно выдаются О., посвященные реформам в области юстиции: О. 1494 г. (111 articles) и 1539 г. (192 art.), О. орлеанский 1560 г., блуасские 1576 и 1579 гг. и сводный О. 1629 г. (Code Michau; см. Кодификация); из вторых — Ordonnance civile 1667 г. (основа позднейшего Code de proc é dure civile), Ordonnance criminelle 1670 г. (уголовное право и процесс), Ord. du commerce (Code Savary) 1673 г., Ord. de la marine 1681 г. (морское право), О. 1695 г. о духовной юрисдикции, в XVIII в. — О. о дарении, завещаниях и субституциях, вошедшие целиком во французский гражд. кодекс. О количестве О. можно судить по тому, что сборниках, выходивший, начиная с 1723 г., под редакцией ряда юристов, по инициативе канцлеров, а позднее перешедший в заведывание французского института, обнимает в 21 томе только О. до конца царствования Людовика XII (1514). "Recueil g énéral des anciennes lois franç aises", изданный Jourdan'oм, Decrusy и Isambert'ом в 1823—1827 гг. и доводящий собрание О. (неполное) до 5 мая 1789 г., имеет 28 томов. Написать историю О. — значит, как справедливо говорит Варнкениг, написать историю Франции. О. — общее название всех королевских указов, имеющих силу закона; в более тесном смысле О. называют обширные и цельные указы, обнимающие целые институты права или их совокупность, а указы, касающиеся отдельных вопросов, носят название эдиктов, деклараций, жалованных грамот (lettres patentes) и т. д. Ср. Esmein, "Cours d'histoire de droit francais" (465 сл., 731 сл., П. 1892); Warnk önig, "Geschichte d. Rechts-quellen uud des Privatrechts" ("Franz. Staatsund Rechtsgeschichte", II, 1848).

B. H.

Со времени введения конституционного образа правления характер О. существенно изменился: законы с тех пор вырабатываются не иначе как при содействии палат. По 14-й статье хартии 1814 г. правительство могло делать только распоряжения об исполнении законов, но не могло ни утверждать новых постановлений, ни изменять существующих. Произвольное истолкование этой статьи в ордонансах 25 июля 1830 г. привело к польской революции. В настоящее время некоторые частные определения и распоряжения должностных лиц судебного и административного ведомств назыв. О. См. Декрет.

Ордр

(Antoine-Marie-Guillain du Wicquet, vicomte d'Ordre) — фpaнцyзcкий писатель (1751—1832). Был на военной службе; эмигрировал во время террора. Написал: "Principes élémentaires de morale" (1789), "Philosophie du coeur" (1811), "Quelques idées sur plusieurs ordres civils et militaires de la monarchie française" (1814), "Traité élémentaire de metaphysique et de morale" (1820), "Quatrains" (1829). Сын его, барон д'О. (1780—1840), написал: "Voyage sentimental ou Souvenirs d'un jeune exil é", "La chaumière de Jeannette" (1816), "Les exilés de Parga" (1820), "Siège de Boulogne" (1825), "Les dernières inspirations du barde" (1838), "Souvenir de forestier" (1840). Жена его, София д'О., написала: "Nouvelles helv étiques" (1814), "Les suisses sous Rodolphe de Habsbourg" (1827), "Le veille et le jour de la battaille de Sempach".

Ордубат

— безуездный город Нахичеванского уезда Эриванской губернии, на левом берегу Аракса (в 3 вер. от реки), составляющего здесь границу России и Персии и вступающего у О. в узкое скалистое ущелье (Арасбарская теснина). Жителей около 4½ тыс., главным образом азербейджанские татары-мусульмане. Обширное садоводство и шелководство. Замечателен огромный чинар (Platanus orientalis). Одноклассное городское училище. С 1850 по 1868 г. О. был уездным городом Эриванской губернии.

Ордын-Нащокин

(Афанасий Лаврентьевич) — ближний боярин, один из предшественников Петровской реформы. Сын небогатого псковского помещика, обученный своим отцом языкам немецкому и латинскому и математике, О. начал свою блестящую дипломатическую и административную деятельность еще при Михаиле Федоровиче. В 1642 г. он ездил на шведскую границу для осмотра и исправления пограничной линий по pp. Меузице и Пижве и для принятия, на основании столбовского договора, пограничных земель, неправильно захваченных шведами. Уже тогда о нем говорили в Москве, что он знает "немецкое дело и немецкие нравы". В самом начале царствования Алексея Михайловича О. обратил на себя внимание молодого царя своей распорядительностью во время псковского бунта (1650). С открытием шведской войны он, будучи друйским воеводой, показал себя отличным полководцем и дипломатом; сильно восставал против грабежей русских войск и особенно казаков, которые не щадили даже своих и тем отвращали ливонцев от русского подданства; настаивал на полном преобразовании войска и замене дворянской конницы "новыми конными и пешими полками"; убедил курляндского герцога Иакова признать покровительство России и заключил с ним договор (1658), за что пожалован в думные дворяне и сделан шацким наместником. Высоко ценивший его службу царь Алексей писал ему: "а служба твоя забвенна николи не будет". Почти единоличными трудами О. было заключено перемирие со шведами (1658 г.), сохранившее за Россией все завоевания ее в Ливонии. Важнейшим делом О. Нащокина было заключение андрусовского мира 3 января 1667 г., который даже поляки приписывали уму и стараниям О. "Гремевшая в Европе слава тринадцатилетнего перемирия, которого желали все христианские державы", говорит один современник-поляк, "воздвигает Нащокину благороднейший памятник в сердцах потомков". Он был пожалован званием ближнего боярина и дворецкого и получил в управление посольский приказ, с титулом "царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателя"; затем ему были вверены смоленский разряд, малороссийский приказ, чети новгородская, галицкая и владимирская и некоторые другие отдельные управления. Состоя в 1665—66 гг. воеводой во Пскове, О. ввел ряд реформ в городском управлении (самоуправление, выборное начало), допустил беспошлинную торговлю с иностранцами, устроил торговые компании и вольную продажу вина. Хотя все эти нововведения продержались там очень недолго, но взгляды О. на торговлю нашли применение в "Ново-торговом уставе" и в устройстве торговых дворов для беспрепятственной торговли в Швеции и России. Он способствовал учреждению почты в Курляндию и Польшу, сделал безопасным путь в Москву для среднезиатских купцов, установил, посредством перевода векселей, заграничный денежный курс на Россию; с его именем связывается также распространение и улучшение садоводства в России и устройство кораблей на Западной Двине и Волге. Несмотря на безграничное доверие к нему царя, О. приходилось вести постоянную борьбу с канцелярской рутиной дьяков и с противниками-боярами (Б. М. Хитрово, И. Д. Милославским и друг.); тем не менее, он успел сделать многое для улучшения международных сношений (между прочим, завел газеты-куранты) и отстоял в 1670 г. Киев, который, по андрусовскому договору, был приобретен Россией всего на 2 года. В 1672 г., как бы уступая свое место новому царскому любимцу, А. С. Матвееву, Ордын-Нащокин удалился в Крыпецкий монастырь, постригся здесь под именем Антония и много занимался делами благотворения. Умер в 1680 г., однажды только, за год до смерти, потревоженный светским делом — ведением переговоров с польскими послами. О.-Нащокин был самым образованным и передовым человеком своего времени (в чем согласны почти все иностранцы), постоянно указывавшим на неотложность реформ, совершенных впоследствии Петром Вел.; он был тверд в своих убеждениях, весьма деятелен и совершенно неподкупен. Подробная биография его написана В. Иконниковым ("Русская Старина", 1883, №10 и 11); новейшие данные см. во II т. "Актов Московского государства". Сын его Воин, получив образование под руководством иноземцев, начал службу в посольском приказе, но в 1660 г., недовольный московскими порядками, убежал за границу, "уворовал, презрев неизреченную к нему милость великого государя". Побывав в Германии, Франции, Голландии и Дании и прослужив несколько лет у польского короля, он в 1665 г. вернулся в Россию, с соизволения государя, разрешившего ему жить в отцовской деревне. Через год он был сослан в Кириллов-Белозерский м-рь, "под крепкое начало", и освобожден только по заключении андрусовского договора. В 1678 г., будучи стольником, послан был воеводой в Галич-Костромской. Умер, не оставив потомства. См. "Записки отделения русской и славянской археологии Имп. археологич. общества" (т. II); "Чтения Моск. Общества Ист. и Древн. Росс." (1885, кн. II); ст. В. Иконникова в "Русском Архиве" (1806, № 12); ст. Эйнгорна в "Вестнике Европы" (1897, № 2).

В. Р—в.

Ордынец

(Ян Казимир Ordyniec, 1797—1863) — польский литератор; окончил курс в виленском университете, был редактором "Dziennika Warszawskiego"; после 1831 г. жил в Париже. Отдельно издал: "Zasady poezyi i wymowy К. L. Schallera, przeklad z memieckiego do polskiej litetatury zastosowany" (Варш., 1826), "Ž ycie Napoleana Bonapartego" (1830) и несколько переводов. Из стихотворений его пользуется известностью "Trzy krzyž e pod Brykowém".

Ордынская-Богородицкая пустынь

или Орденская, Ардынская — мужская, заштатная (с 1764), Смоленской губернии, Поречского уезда, при реке Ордынке. Вероятно, основана известным А. Л. Ордын-Нащокиным, хотя по документам значится лишь с начала XVIII в. Ежегодно ярмарка. Ср. "Ордынская пустынь Смоленской епархии" (СПб., 1874).

Ордынский, Борис Иванович

— профессор римской словесности в Казанском и Харьковском университетах. Умер в 1861 г. Его труды: "О поэзии Аристотеля" (Москва 1854); "Илиада" (перевод 12 песен в "Отечественных Записках", 1853, ч. 68—86); статьи в "Прописях", в "Современнике" ("Характер Феофраста", т. 23; "О греческом театре", ч. 62, 70 и 73; "Обеды греков", ч. 75; "Греческие женщины", ч. 68).

Ордынский, Иван Михайлович

— медик, писатель (1796—1852); происходил из духовного звания, воспитывался в Московской медико-хирургической академии и служил доктором до 1844 г. Ему принадлежат: "De dysenterie" (M. 1830, дисс.), "О народных болезнях" (1841) и др.

Ордынцы

— служилые люди при дворе великих князей, со времени татарского ига заботившиеся главным образом о содержании ордынских послов, доставлении им подвод, проводников и проч. (Фергеевич, "Русские юридические древности", т. I). Карамзин считал их татарами, поселившимися в России, а Соловьев — русскими пленниками, выкупленными в орде и поселенными на великокняжеских землях.

Ореады

— периодическое издание Василия Дмитриева, выходившее в СПб., в 1809 г. Вышла одна первая часть, составленная из оригинальных и переводных произведений издателя.

Ореанда

(Орианда, прежде Уриенда) — имение на южном берегу Крыма, в 6 вер. от города Ялта, смежно с Ливадией. Местность, занимаемая имением, прежде принадлежала грекам, вызванным в Россию после кучук-кайнарджийского мира, потом перешла к гр. Кушелеву-Безбородко, а от него в 1826 г., приобретена имп. Николаем I. В 1838 г. имп. Николай подарил О. своей супруге имп. Александре Феодоровне, от которой оно перешло к вел. кн. Константину Николаевичу. В 1894 г. О., приобретена за 2½ млн. руб. у вел. кн. Дмитрия Константиновича для ныне царствующего Государя Императора.

К. В.

Орегон

(Oregon) — один из тихоокеанских штатов Северо-Американского Союза, между 42° и 46°15' с. ш. и 116°5' и 124°30' з. д.; граничит с С — с Вашингтоном, с В — с Айдахо, с Ю — с Невадой и Калифорнией, с З — с Тихим океаном. 248710 кв. км. Жителей 313767 (1890), из них 3708 индейцев. Поверхность по большей части гористая, с С на Ю тянутся Каскадные горы, делящие штат на 2 неравные части (самая выс. вершина их Маунт-Худ); на ЮВ проходят Синие горы; Прибрежные горы идут вдоль берега океана. К В от Прибрежных гор лежит холмистое плоскогорье, густо облесенное, кроме южной части; плоскогорье это окружено с В вечнозелеными отрогами Омпква. Между ними и Каскадными горами лежит плодородная долина р. Вилламет и верхние бассейны р. Омпква и Рог; бассейны эти делятся поперечными отрогами гор Калапойо и Рог, среди которых встречаются следы недавно погасших вулканов. Геологическое строение на С по преимуществу архаическое и палеозойское, на Ю — по большей части вулканическое, прибрежье — меловой и третичной формации. Орошение недостаточно, богаче орошена зап. половина штата, но и здесь реки мало судоходны. Главная река — Колумбия; ее притоки — Валламет, Калапойа, Сантьям, Клякамас, Ямхиль, Туалатин и др. на З от Каскадных гор, на В от них: Де-Шют, Джон-Дэй'з, Иматилья, Валла-Валла, Снейк и ее притоки. рог и Омпква изливаются в Тихий океан. Значительнейшие озера: Малёр, Харни, Кристмас, Аберт и Соммер. Климат зап. части О. умеренный и сырой, вост. — более крайний; зимы короткие и мягкие, лето прохладнее и умереннее, чем в приатлант. штатах тех же широт; климат зап. О. очень похож на климат Англии, но с более мягкими зимами везде, кроме горных высот; скот почти всю зиму на подножном корме. Животные и растения сильно отличаются от произведений природы приатлант. штатов. Главнейшие горные хребты и почти все зап. долины густо облесены гигантскими деревьями: соснами, кипарисом, красным деревом, лиственницей, канадской сосной, можжевельником, тисом, каштанами, дубами, кленом и др. Главнейшая отрасль промышленности — земледелие, особенно к зап. части штата: пшеница высшего качества, овес, рожь, ячмень, лен, овощи. Картофель (особенно у китайцев в Валламетской долине), хмель (ок. 2½ млш. фн.); яблоки, груши, сливы, вишни, персики и ягоды собираются в огромном количестве и служат предметом вывоза. Скотоводство, особенно овцеводство, процветает; шерсть (до 20 млн. фн. в год), прекрасного качества, также вывозится; рыбная ловля, особенно лососины, очень значительна. Много лесных материалов вывозится в другие штаты и за границу. Горное дело развивается: кварцевое золото находят по обе стороны Каскадных гор, главным образом в долине Джон-Дэй'з, pp. Паудер и Бёрнт (67000 унц. в 1892 г.). Серебро (50000 унц.), ртуть, платина, каменный уголь, никель, железо, медь, гранит, мрамор и др. Центр торговли и промышленности — гор. Портланд, но фабрики шерстяных изделий, лесопильные и мукомольные заводы встречаются и в других небольших городках штата. Железнодорожных линий 2400 км., судов коммерческого флота 200, из них 150 пароходов. Народное образование также прочно поставлено, как и в других штатах Союза, 6 коллегий. Главный город — Салем. Губернатор и 30 сенаторов избираются на 4 года, 60 депутатов в местный конгресс — на 2 года. В союзный конгресс О. посылает 2 представителей и 2-х сенаторов, при выборе президента имеет 3 голоса.

Иcmopия. Первоначально О. назыв. вся береговая полоса на СЗ Сев. Америки, между Великим океаном с З, Скалистыми горами на В и 42 параллелью. Страна открыта в 1775 г. испанцами; в 1778 г. ее посетил Кук; в 1792 г. ею овладели англичане. В 1806 г. между Англией и С.-А. С. Шт. возник спор из-за обладания этой страной, окончательно улаженный только в 1846 г.: земля севернее 49°, включая о-в Ванкувера, осталась за Великобританией, а полоса земли между 42° и 49° отошла к Соед. Штатам и была в 18 4 8 г. организована в территорию. В 1850 г. часть страны южнее р. Колумбии преобразована в отдельный штат, а сев. — в территорию (позже — штат) Вашингтон. Ср. Dunn, "History of О." (Л., 1844); Gray, "History of О." (Портлэнд, 1870); Barrows, "О., the strugg l e for possession" (Бостон, 1883); Parkman, "О." (Л., 1886).

Оредеж

— река С.-Петербургской и Новгородской губерний, правый приток Луги; берет начало среди болот Царскосельского уезда, течет сначала на В, затем на Ю, пересекает часть Лужского и Новгородского уездов, у села Ям-Тесова поворачивает на З, входит вновь в Лужский уезд, пересекает два озера Антоново и Хвоилово и впадает в реку Лугу близ станции Преображенской Варшавской железной дороги. Длина 130 вер.; от с Ям-Тесова до станции Преображенской пароходное сообщение. О. орошает большей частью лесистую местность, берега ее местами весьма живописны (выходы девонских красных и зеленых песчаников у станции Сиверской и у села Ям-Тесова); по берегам О. много дачных мест (Сиверская по Варшавской жел. дор., Вырицы по СПб.-Витебской жел. дор. и др.). О. в летописях впервые упоминается под 1240 г.

Орезм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ореид

— см. Томпак.

Орексин

(мед.) — солянокислый фенилдигидрохиназолин, блестящие игольчатые кристаллы, легко растворимые в горячей воде, горького жгучего вкуса, предложенный Пенцольдтом как средство, усиливающее аппетит и улучшающее пищеварение; употребляется теперь только свободный (основание) O. аморфный белый порошок, едва растворимый в воде, по 0,3 на прием в пилюлях, облатках во время еды после бульона, молока, супа и т. п. или лучше утром, запивая большим количеством теплой жидкости. Как побочные действия этого средства, главным образом солянокислого О., наблюдали жжение, рвоту. Назначается во всех случаях, когда желательно поднять питание (чахоточным, малокровным, бледнонемочным и т. п.).

А.

Орел морской

(Myliobatis aquila) — см. Орляки.

Предыдущая страница Следующая страница