Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "О" (часть 15, Опо - Ора)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "О" (часть 15, Опо - Ора)

Предыдущая страница Следующая страница

Опоек

— представляет один из сортов мягкого кожевенного (сапожного) товара, идущего главным образом на легкую обувь. Материалом для выделки О. служат шкуры молодых телят, в возрасте меньше 1 года, питавшихся только молоком. Шкура таких телят особенно нежна, мягка, упруга и в то же время крепка, а потому выделанная из таких шкур кожа наиболее удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к тонкому мягкому товару, который, кроме водонепроницаемости, должен отличаться мягкостью, растяжимостью и по отделке должен иметь красивый вид. Выделка О., так и выделка других сортов мягкого товара разнятся между собой обыкновенно не приемами выработки кожи, а способами отделки ее. Шкуры для опойки поступают на заводы или сырые, или сушеные. Сырые шкуры подвергают сначала промыванию в воде, сушеные — предварительно хорошо размачивают в воде, что производят в чанах; при размачивании — шкуры часто вынимают (перебирают), возобновляя несколько раз воду; при вынимании — шкуры подвергают также механической обработке: их отжимают, растягивают и т. п. После размачивания шкуры поступают в золку (см. Кожевенное производство), сначала в весьма слабый зольник, служивший несколько раз для золки других партий шкур, затем в более крепкий и, наконец, в зольник со свежей известью; в первых зольниках шкуры остаются по 2—3 дня, в последнем — до конца процесса, т. е. пока волос не начнет легко выходить. Тогда со шкур сбивают сначала волос, промывают в воде и затем сбивают мездру. После нового очищения шкур, именно промывания в воде и обработки шлифовальным камнем с лицевой стороны, их погружают в шакшу из голубиного или вообще из птичьего помета, где они остаются несколько часов. После шакшевания шкуры опять промываются, подстругиваются и тогда шкуры готовы к дублению. Дубление производится сначала очень слабыми соками (уже служившими для дубления и истощенными), и затем постепенно шкуры перемещаются все в более и более крепкие сока. При этом шкуры не просто оставляют лежать в соках, но от времени до времени приводят их в движение. Дубление заканчивают или в соках, или же под конец дубят корьем в чанах. Соковое дубление продолжается 4—5 недель. Продубленые кожи для очищения промывают в барабанах или в валяльной машине, обрабатывают железной циклей по мясной стороне и щеткой по лицевой. Для отделки готовые кожи сначала подсушивают, для чего их или развешивают, или отжимают в прессах, смазывают по лицевой стороне ворванью, дают лежать день и затем смазывают с мясной стороны смесью сала, ворвани и дегры, после чего на некоторых заводах подвергают обработке в валяльной машине; далее кожи опять подсушивают, развешивая их, размягчают в теплой воде, вытягивают, снова смазывают и с мясной стороны и окончательно высушивают. Затем кожи окрашиваются в черный цвет с лицевой стороны и подвергаются окончательной отделке. Кроме черных О. при употреблении на обувь обращаемых лицевой окрашенной стороной на верх (личной сапожный товар), выделываются также в большом количестве белые или смазные О., в обуви обращаемые наверх бахтармою. Выделка белых опойков не представляет существенного отличия от выделки черных.

В. М. Руднев. Δ.

Опока

— см. Литейное производство, Трубы металлические, Чугун закаленный.

Ополе, административный округ

(польск. opole, лат.vicinia) — административный округ, жители которого ответственны солидарно за порядок и сообща отправляют повинности. Известен всем славянским народам, под различными наименованиями: "уезд", "нарок", "вервь" и проч. Палацкий отождествляет польское "opole" и чешскую "osada", ибо в латинских документах и то, и другое обознается через vicini a; Мацеевский отличает их с точки зрения величины. Население "О." делилось на высшее (шляхта) и низшее.

Ополе, посад Люблинской губернии

— посад Ново-Александрийского уезда Люблинской губернии, на реке Висле; жителей (к 1 января 1896 г.) 5168 (3525 евреев). Сахарный завод, 2 кирпичных, 4 суконных фабрики. Костел, синагога, начальная школа, богадельня.

Оползни

— О. в геологии называют перемещение более или менее значительного участка земной поверхности, под влиянием размывания подземными источниками или поверхностными водами нижележащих слоев. В отличие от обвалов, О. происходят более медленно и спокойно, масса земли сползает по наклонной плоскости, обыкновенно с вершины возвышенности к ее подошве, не разрушаясь окончательно и не изменяя первоначального строения и положения пластов. О. происходят наичаще в тех местностях, где пласты горных пород имеют наклонное положение и особенно в том случае, когда рыхлые пласты водопроницаемых пород налегают на глинистые водоупорные слои. Подземные воды, скопляясь на поверхности глины, размягчают ее, и вышележащие породы, теряя точку опоры, сползают по скользкой поверхности вниз. В местах выходов подземных источников на земную поверхность, по берегам рек, озер и морей, О. происходят нередко. Классическим примером О. может служить берег моря около Ляйм Реджис (Дорсетшир, в Англии), где на наклонных к морю пластах юрских глин залегают песчаники и известняк меловой системы. В 1839 г., здесь, после продолжительных дождей, значительная масса земли с треском отделилась от берега и сползла к морю, причем в массе О. образовались глубокие расселины, поглотившие много построек. Давление сползавшей массы выдвинуло со дна моря гребень, в 1 милю длиной и в 40 фт. высотой, покрытый обломками оползших пород, кораллами, водорослями и другими морскими организмами. У нас по берегам Волги, Дона, Днепра и в побережье Черного моря у Одессы О. представляют обычное явление. В 1587 г. отмечен в летописи значительный О. у Нижнего Новгорода, повредивший Благовещенский м-рь; в 1865 г. О. разрушено много домов в Симбирске; в 1884 г. произошел значительный О. Соколовой горы у Саратова. Летом 1896 г. обнаружено сползание части высокого берега Волги в Нижнем Новгороде; к счастью масса передвинулась лишь на незначительное расстояние и на этот раз дело ограничилось образованием трещин, повредивших некоторые строения. По Днепру у Киева нередко сползают толщи валунных отложений, покоящихся на третичной глине. Около Одессы постоянные О. третичных известняков, также залегающих на глинах, произвели значительные нарушения напластования пород. Вследствие медленного и спокойного сползания пород О. редко сопровождаются человеческими жертвами, но материальные убытки, причиняемые ими, иногда весьма значительны. Крупные убытки причиняли например О. как почвы, так и полотна некоторых железных дорог — Оренбургской, Сызранской и др.

Б. П.

Ополчение войсковое

— выставляют в случае надобности, во время войны, казачьи войска. В войсковом О. состоят все казаки, способные носить оружие и не принадлежащие к строевому разряду; оно назначается исключительно для формирования особых ополченных частей. В мирное время ведется учет десяти возрастным классам (от 38 до 48 лет). См. Казаки и О. государственное.

Ополчение государственное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ополчение морское добровольное

— составляется из судов, принадлежащих частным лицам и обществам и передаваемых ими по собственному желанию, на время военных действий, в распоряжение морского министерства, для увеличения действующего военного флота. Для службы на таких судах, впредь до окончания военных действий; принимаются лица всякого звания, как по одиночке, так и в полном составе судовых команд. Командирам судов, их помощникам и судовой команде из добровольных ополченцев все время службы их под военным флагом зачисляется в действительную военную службу. См. Свод морск. постановлений, кн. II, ст. 154—157 и кн. VIII, ст. 24—29.

К.-К.

Ополье

(опольная земля) — юридический термин псковской судной грамоты (XV в.), переводимый: полная, наемная, договоренная земля (Мурзакевич), пахотная (Устрялов), вернее всего — вне полей состоящая, но находящаяся в продолжительном пользовании (Потебня). На опольной земле могло и не быть двора, но она должна была подвергаться разработке. Этимологически ополье — то, что вокруг полей (срав. ярославский ополок — лужок за полями, в лесу). См. Потебня, "К истории звуков" (т. IV). Ср. Ополе.

Н. С—в.

Опопонакс

— см. Смолы.

Опорин

(Иоанн Oporinus, собств. Herbst, 1507—1568) — ученый и типограф, был профессором греческого языка в базельском университете. В 1539 г. он вместе с Робертом Винтером основал типографию, которая дала ряд исправнейших, до сих пор ценных изданий древних классиков и научных трудов. О. написал ряд филологических сочинений — комментарии и схолии к Цицерону, Демосфену и др. Ср. Joriscus, "De ortu J. Oporini" (Страссб., 1569).

Опорный пункт

— см. Позиция.

Опорто

(по-португ. о Porto — гавань) — главный город португальской провинции Энтрэ Дуэро и Миньо, второй по значению город Португалии, на правом берегу реки Дуэро, на высоких утесах. 105838 жителей. Несколько древних церквей. Прежде 60 м-рей, теперь только 3. Дворцы королевский, епископский, таможня, биржа, два театра, музей, публичная библиотека. Статуи королей Педро IV и V. Хорошая вода для питья, канализация, газовое и электрическое освещение, конки; лицей, политехническая акд., коммерческое училище, медико-хирургическая школа; ботанический сад; заводы винокуренные, сахарные, стеклянные, свечные, фбр. бумажные, табачные, шелковые, шерстяные; корабельные верфи. Оживленная торговля с Великобританией, Бразилией, Францией, Гамбургом, Америкой. Гавань в Дуэро неудобна для стоянки судов, вследствие рифов и песков; вновь выстроена гавань Лейксоес на 6 км. севернее устья Дуэро. Предметы вывоза — вино, соль, земляника; фрукты, минералы: ввоза — сахар, уголь, мука, чай, мануфактурные товары. Знаменит портвейн, приготовляемый в О. На месте г. О. прежде был Портус-Кале (отсюда слово Португалия); в IV или V в. образовалось селение; с 716 по 820 г. оно находилось в руках мавров, завоевано Альфонсом I, в 825 г. — Альманзором Кордовским и разрушено им; в 1000 г. вновь выстроен укрепленный город гасконцами и французами, под именем Портус-Галлорум; до 1174 г. он был столицей Португалии. В 1832—33 г. Дон Педро был здесь осаждаем принцем дон Мигуэлем, претендентом на португальский престол.

Опоссум

— см. Двуутробки.

Опоцкий, Анастасий

(в миру Василий Алексеевич) — епископ туркестанский и ташкентский; образование получил в СПб. духовной академии. Его речь о М. В. Ломоносове напечатана в "Страннике" (1865); отдельно изданы "Слова и Речи" (СПб., 1880).

Опоцкий, Димитрий Александрович

— протоиерей в Женеве, магистр СПб. духовной академии. Написал: "О причинах появления в русской церкви раскола, известного под именем старообрядства" (СПб., 1861) и "Тертуллиан" ("Духовная Беседа", 1861).

Опоцкий, Димитрий Александрович (дополнение к статье)

— протоиерей; умер в 1902 г. См. Протоиерей Д. А. О. " (некролог, "Церковный Вестник", 1902, № 4).

Опочинины

— дворянский род, восходящий к концу XV в. Михаил Степанович Опочинин был президентом Берг-коллегии (1753—60), внук его Федор Петрович (1778—1852) — обер-гофмейстером, президентом гоф-интендантской конторы и членом государственного совета. Внук последнего Федор Константинович (1846—1882) — известный собиратель автографов и библиофил; его сестра Дарья Константиновна, графиня Богарне (1844—1870), была первой супругой его императорского высочества князя Евгения Максимилиановича Романовского, герцога Лейхтенбергского. Алексей Петрович О. (1807—1885), генерал от инфантерии, отличился во время кавказских войн; был тифлисским комендантом. Род О. внесен в VI и II части родословной книги губерний Тверской Ярославской и Смоленской (Гербовник, IV, 82).

В. Р.

Опочка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Опочно

(Opoczno) — уездный город Радомской губернии, на левом берегу речки Држевички, правого притока реки Пилицы. Жителей (к 1 января 1896 г.) 6222 (3120 муж. и 3102 жен.): православных 62, католиков 3169, протестантов 15, евреев 2962, проч. исповеданий 14. Доходы города (1895) 4112 руб., расходы 3468 руб., в том числе на городское управление 1775 руб., на благотворительные заведения 215 руб. Костел, богадельня, приют, синагога, 2 училища. В 1655 г. здесь происходило сражение со шведами. Город торговый; станция ветви Ивангородо-Домбровской железной дороги из Бзина до Колушек.

Опоченский уезд занимает 1628 кв. вер. Жителей (к 1 января 1896 г.), без города, 101934 (49525 муж. и 52409 жен.): православных 102, католиков 89844, протестантов 1962, евреев 9875, проч. исповеданий 151.

Опошня

(Опишне) — местечко Полтавской губернии, Зеньковского уезда, при речке Тарапуньке, в 35 вер. от уездного города. Упоминается уже в XII в. В половине XVII в. О. числилась сотенным городом Гадячского полка. Во время шведской войны в О. некоторое время была главная квартира Карла ХII. 1191 двор, 6869 жителей. Православных церквей 5, народных училищ 2, женское 1, земская больница, богадельня, лавок 26. Распространены кустарные промыслы, в особенности гончарный и сапожный. Близ О. залежи гончарных глин. Базары 2 раза в неделю; в году 4 ярмарки. Губернским земством устроена в О. образцовая мастерская для производства разной посуды и черепицы.

Оппа

— левый приток Одера, составляет границу между австрийской и прусской Силезией; принимает приток Мору ниже Троппау (Опавы) и после течения в 118 км впадает в Одер у Шёнбрунна.

Оппель

(Albert Oppel, 1831—1865) — геолог-палеонтолог, профессор мюнхенского университета. Объехал Францию и Англию. Его работы по палеонтологии и палеонтологической стратиграфии не утратили своего значения и поныне, хотя автор и придерживался устарелых теперь принципов Орбиньи. О. напечатал: "Die Juraformation Englands, Frankreichs u. S ü dwestlichen Deutschland" (Штуттг., 1856—58), "Pal ä ontologische Mitteilungen aus den Museen des bayrischen Staats" (Мюнхен, 1862—64).

П. От.

Оппельн

— город в прусской провинции Силезии, на правом берегу Одера. 20276 жителей. Часовня Адальберта, построенная в 995 г.; сельскохозяйственный институт. Изготовление сигар, спирта, кожи. Торговля деревом, известью, цементом, скотом; новая гавань со шлюзами. О. — прежде столица княжества О., резиденция (с 1163 по 1532 г.) верхнесилезских герцогов. Ср. Idizikowski, "Geschichte der Stadt O.".

Оппенгейм

(Генрих Бернгард Oppenheim, 1819—1880) — германский политикоэконом и политический деятель, еврей по происхождению; был недолго профессором в гейдельбергском университете, после революции 1848 г. издавал в Берлине, вместе с Арн. Руге, радикальную газету "Die Reform ", но в том же году принужден был эмигрировать, после чего прожил 11 лет в Швейцарии, Франции и Англии. В 1860 г. вернулся в Пруссию, где приступил к изданию "Deutsche Jahrb ücher fü r Politik u. Litteratur" (Берл., 1861—74). В 1873 г., потом вновь в 1874 г. был избран в рейхстаг. В период между 1848 г. и временем его избрания в рейхстаг О. из радикала, мечтавшего о германской республике и лишь соглашавшегося на демократическую империю, обратился в сторонника германского единства во что бы то ни стало и горячего поклонника Бисмарка. В рейхстаге он примкнул к национал-либеральной партии. В 1872 г. он выпустил книгу "Der Kathedersocialismus" (Б., 5 изд. 1873), которой открыл поход против Вагнера, и др. экономистов того же направления, с тех пор обозначаемого кличкой катедерсоциализма (см.). Вагнер отвечал О. брошюрой: "Offener Brief an Herrn H. Oppenheim" (Б., 1872). Другие соч. O.: "System des V ö lkerrechts" (Франкф., 1845, 2 изд. Штуттг. 1866), "Philosophie des Rechts u. d. Gesellschaft" (Шт., 1850), "Vermischte Schriften aus bewegter Zeit" (Шт., 1866—69), "Ueber Armenpflege u. Heimatsrecht" (Б., 1870), "Friedensglossen zum Kriegsjahr" (Лпц., 1871), "Waldeck, der F ü hrer der preussischen Demokratie" (Лпц., 1873), "Gewerbegericht und Kontraktbruch" (Лпц., 1874), "Au s der Geschichte der englischen Kornzö lle", (Лпц., 1879).

B. B—в.

Оппенгеймер

(Франц Oppenheimer, род. в 1864 г.) — немецкий экономист. Написал: "Freiland in Deutschland" (Берл., 1895); "Die Siedlungsgenossensohaft: Versuch einer Ueberwindung des Kommunismus durch Lösung des Genossenschaftsproblems und der Agrarfrage" (1898); "Grossgrundeigentum u. soziale Frage" (Берл., 1898); "Detlev von Liliencron" (1898); "Das Bevölkerungsgesetz des T. R. Malthus und der neueren Nationalökonomie" (Берл., 1901); "Grundgesetz der Marxschen Gesellschaftslehre" (1903).

Оппенгоф

(Friedrich-Christian Oppenhoff, 1811—1875) — немецкий криминалист, автор комментариев к германскому (13 изд., 1896) и прусскому уложениям о наказаниях (6 изд., 1869).

Опперман

(Карл Иванович) — граф, инженер-генерал (1766—1831). В 1783 г. он перешел из гессен-дармштадтских войск в русский инженерный корпус; в царствование императора Павла был начальником депо карт; в 1805 г. исправлял должность генерал-квартирмейстера русских, английских и неаполитанских войск, действовавших в Италии против французов. В 1807 г., вследствие разрыва с Англией, ему поручено было привести в оборонительное состояние Кронштадт. В 1809 г. О. заложил крепость Бобруйск, в 1812 г. занимался вооружением крепостей от Риги до Киева, в 1813 г. руководил осадой Торна, затем был начальником штаба армии Беннигсена, участвовал в битве под Лейпцигом, в блокадах Магдебурга и Гамбурга. С 1818 г. О. стал деятельным помощником великого князя Николая Павловича по управлению инженерной частью; принимал большое участие в учреждении главного инженерного училища. При Николае I был членом комитета для организации строительной части и председателем комитета для улучшения воспитательной части в кадетских корпусах; заведывал также морским строительным департаментом и артиллерийским училищем. В 1829 г. возведен в графское достоинство.

Опперманн

(Генрих Альберт Oppermann) — немецкий писатель (1812—1870). Первое его произведение (роман "Studentenbilder, oder Deutschlands Arminen und Germanen", Гамбург, 1835), где он изобразил борьбу между университетскими землячествами и корпорациями, вызвало воспрещение ему адвокатской деятельности. В 50-х и 60-х годах он был членом ганноверской палаты депутатов и способствовал преобразованию суда и администрации; к этому же времени относится его большой труд: "Zur Geschichte des K önigreichs Hannover. 1832—60" (Лейпциг, 1862; 2 изд. до 1866, Б., 1866). После присоединения Ганновера к Пруссии (1866) брошюры О.: "Trostgrunde eines Hannoveraners ü ber die preussische Annexion" и "Tagebuch eines Annectirten" много способствовали успокоению страны. Последняя его работа — широко задуманный роман: "Hundert Jahre, 1770—1870. Zeit- und Lebensbilder aus drei Generation" (Лпц., 1870). Кроме того, О. принадлежат: "Encyklop ä die der Philosophie" (Ганновер, 1884), "Pombal und die Jesuiten" (1845), "Allgemeine b ürgerliche Processordnung für das Kö nigreich Hannover" (1852), "Der Weg zum Jahr 1866" (Б., 1862).

Опперт, Густав Соломон

(Oppert, род. в 1836 г.) — брат Жюля и Эрнста О., санскритист, был профессором санскритского языка в Мадрасе, читал в Берлине лекции по дравидским языкам и древнейшей истории Индии. Главные его сочинения: "On the classification of languages" (Мадрас, 1879), "On the weapons of the ancient Hindoos" (1 880), "Contributions to the history of Southern India" (1882), "Die Verschiedenheiten des Sprachcharakters" (Берл., 1884), "On the original inhabitants of Baratavarsa or India" (Вестминстер, 1893).

Опперт, Жюль

(Jules Oppert) — французский ассириолог. Род. в Гамбурге в 1825 г. В 1847 г. поселился в Париже; состоит профессором ассириологии в Coll è ge de France. Главные его труды: "Exp édition scientifique de France en Mé sopotamie" (1859—63; с атласом), "El éments de la grammaire assyrienne" (1860), "Les inscriptions assyriences et les fastes de Ninive" (1863). "Grande inscription de Khorsabad" (1864), "Histoire des empires de Chaldée et d'Assyrie" (1866), "Mémoires sur les rapports de l'Egypte et de l'Assyrie" (1869), "Babylone et les Babyloniens" (1869), "La chronologie biblique" (1870), "Mélanges perses" (1872), "L'immortalité de l'âme chez les Chaldéens" (1875), "Documents juridiques de'Assyrie et de la Chaldée" (1877, вместе с M énant), "Le peuple et la langue des Mèdes" (1879), "Le poeme chaldéen du déluge" (1885), "Inscription d'Antiochus I" (1886), "Etudes sumé riennes" (1875). Главная заслуга О. — введение в изучение ассириологии строго научного филологического метода.

Опперт, Эрнст Яков

(Oppert, род. в 1832 г.) — брат Жюля и Густава О., путешественник; в 1866 и 1868 гг. посетил Корею и дал описание этой страны: "A forbidden land" (Л., 1879; по-нем. "Ein verschlossenes Land", Лпц., 1880).

Оппиан

(Όππιανός) — греческий дидактический поэт, живший во второй половине II-го столетия по Р. Х.; родом из киликийского города Корика. Пользовался особым расположением Марка Аврелия, который платил ему за каждый стих по золотому. О. умер 30 лет от роду; в его честь сограждане воздвигли статую. Своей славой обязан он поэме о ловле рыбы (άλιευτικά), в 5 кн., посвященной Марку Аврелию и его сыну Коммоду. Стих поэмы очень гладок, она обильно снабжена риторическими прикрасами, но все же крайне высокая оценка ее современниками остается для нас непонятной. Без основания приписываются еще О. сочинения об охоте (κυνηγετικά, дошло до нас) и о ловле птиц (ίξευτικά). Автор κυνηγετικά, которого с некоторого времени принято называть О. Младшим, прямо называет своей родиной город Апамею в Сирии. — Три древние биографии О. изданы у Westermann'a ("Biographi Graeci", 63). Лучшие издания текста О. — Шнейдера (Страсб., 1776 и Лпц., 1813) и Кёхли (в Дидотовой серии "Poetae bucolici et didactici", 1846). Лучший перев. (франц.) — Bourquin (Куломье, 18 7 8). Характеристика — у Martin, "Etudes sur la vie et les œ uvres d'O. de Сiliсie" (1863).

А. M—ч.

Опплер

(Эдвин Oppler, 1831—1880) — немецкий архитектор, образовался под руководством Газе, в Ганновере, а затем изучал архитектурные памятники Франции. Был представителем готической архитектуры новейшего времени. Им построен дворец кн. Сольмс-Браунфельса, в Ганновере, окончена постройка замка Мариенбург, в том же городе, и сооружены синагоги в Бреславле и Ганновере.

А. А. С — в.

Оппман

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оппозиция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оппольцер, Иоганн

(Oppolzer, 1808—1871) — один из величайших клиницистов XIX столетия; род. в Богемии, проходил гимназическое и университетское образование в Праге. Выдающимися способностями обратил на себя внимание профессора Кромбгольца и был назначен ассистентом медицинской клиники в общей больнице. В 1835 г. доктор медицины за диссертацию "Observationes de febri nervosa intestinali". С 1839 г. практиковал в Праге, где скоро приобрел репутацию одного из лучших врачей. В 1841 г. профессор в Праге, в 1848 г. в Мюнхене, а в 1850 г. в Вене, где он в течение 21 года проявил себя как выдающийся практик и учитель. Как клинический учитель, О. занимал первоклассное положение и, совместно с Рокитанским (см.), Скодой (см.) и Геброй (см.), прославил венский медицинский факультет настолько, что в его клинику стекалось учиться множество врачей со всех стран Европы. Вместе с тем он привлекал к себе слушателей своим чрезвычайно дружелюбным обращением, своим рвением и неутомимой деятельностью, своим гуманным отношением и необычайной внимательностью к больным, не разбирая их общественного положения. Следя за успехами медицины, он выступал всегда противником симптоматической патологии и проповедником строго физиологической терапии, указывая при этом, что задача и конечная цель медицины не в научных исследованиях, не в постановке диагноза и подтверждении его на вскрытии, но в лечении больного. Вот почему он строго осуждал так называемый терапевтический нигилизм [Обычный термин в медицинской литературе для выражения отрицания лечения различными лекарственными веществами, якобы не достигающими цели], нашедший себе до него место в венской школе. Вместе с тем он учил, что врач всегда должен лечить наивозможно простыми средствами. Литературная деятельность О. была довольно ограничена. Самостоятельных исследований, за исключением диссертации, он не оставил. Но в различных медицинских журналах был напечатан ряд статей, из которых многие до сих пор сохранили полный интерес. Его учениками опубликовано множество отдельных его лекций и казуистических сообщений из его клиники. Зять и многолетний ассистент его, проф. Стоффела, выпустил в свет его лекции по частной патологии и терапии в 3-х частях, переведенные почти на все европейские языки, в том числе и на русский.

Оппольцер, Теодор

(Theodor von Oppolzer, 1841—1886) — известный астроном; родился в Праге; учился в Вене, сперва в гимназии, а затем в университете на медицинском факультете. Еще будучи студентом, начал заниматься астрономией и в 1861 г. в журнале "Astronomische Nachrichten" напечатал первую свою работу "Ueber die Bahn des Cometen" (I, 1861). С 1862 г. начал производить самостоятельные наблюдения на частной обсерватории, построенной ему отцом близ Вены. В 1865 г., по окончании университетского курса, О. получил ученую степень доктора медицины, но уже в следующем году сделан приват-доцентом по кафедре астрономии. С тех пор он исключительно предался своей любимой науке и предпринимал несколько путешествий для наблюдений затмений, определений долгот по телеграфу и т. д. В 1870—86 гг. О. напечатал "Lehrbuch zur Bahnbestimmung der Kometen und Planeten", доставившую ему почетное положение в науке. В этом сочинении он предложил несколько остроумных способов определения орбит, дополнивших способы, известные раньше. Наиболее же важным трудом О. признается "Canon der Finsternisse" (1835; см. Затмения), подлинные вычисления которого составляют 242 больших тома, заключающих более десяти миллионов цифр. Другие венские астрономы в знак уважения к трудам О. называли астероиды именами близких ему лиц; так, 237-я планета названа Селестиной в честь его жены, а 153-я и 228-я именами его дочерей Гильды и Агаты. Биографии О. помещена в "Vierteljahrsschrift der Astr. Ges." (т. 22); там же имеется полный список его 320 сочинений и статей.

В. В. В.

Оппортунисты

(от лат. opportunitas — удобство) — политическая партии во Франции, возникшая в конце 1870-х гг. Ее основателем считается Гамбетта. Сам Гамбетта называл свою политику политикой результатов. "Чтобы удержаться у власти, говорил он в Марсели 7 января 1878 г., республиканская партии должна сделаться партией министерской. Год власти плодотворнее, чем 10 лет самой героической оппозиции". Ради намеченной в этих словах цели Гамбетта отказался от своей прежней радикальной программы, сохранись из нее лишь один существенный пункт — выборы по спискам (scrutin de liste), от которого его последователи впоследствии отказались, когда эта система выборов оказалась удобной для их врага, ген. Буланже. Враги Гамбетты из крайнего левого лагеря называли его политику оппортунистской, т. е. политикой приспособления к обстоятельствам. Постепенно эту кличку стали усваивать и те, к кому она прилагалась: в 1890 г. один из видных представителей О. партии, Жозеф Рейнах, назвал сборник своих статей: "Politique opportuniste" (П., 1890), объяснив в предисловии, что он не считает нужным более отказываться от имени О., хотя ни Гамбетта, ни ближайшие его последователи не употребляли этого выражения. После Гамбетты оппортунистская партия все более и более склонялась направо, привлекая к себе элементы из лагеря консервативных республиканцев, а потом даже из присоединившихся монархистов. Ее программа все более и более теряла прогрессивный характер и обращалась в программу консервативно-буржуазную. О. протестовали против пересмотра конституции в демократическом духе, против отделении церкви от государства, против подоходного налога, против фабричного законодательства; они были сторонниками колониальной политики, протекционизма; во время стачек оппортунистские министерства всегда были на стороне фабрикантов. Окончательный толчок направо дало О. радикальное министерство Буржуа (1895—1896), сплотившее все радикальные элементы и заставившее сплотиться элементы умеренные и консервативные; впрочем, как раз с этого времени название "оппортунизм" понемногу выходит из употребления. Со времени министерства Гамбетты (1881) власть, с короткими перерывами (министерства Флоке и Буржуа), постоянно была в руках О. разных оттенков; к ним принадлежали президенты республики Карно, Перье и Фор. Наиболее видные представители О. после Гамбетты — Ж. Ферри, Вальдек Руссо, Бюрдо.

В. В—в.

Оправдательный приговор

— приговор, которым отвергается подлежавшее исследованию уголовного суда обвинение. О. приговор может последовать или потому, что доказательства события преступления признаны судом недостаточными, или потому, что признана наличность обстоятельств, устраняющих преступность или наказуемость деяния, или потому, что существует законное препятствие, уголовно-материальное или процессуальное, для постановки обвинительного приговора. По действующему германскому праву (ст. 259 Уст. угол. суд.) во всех этих случаях постановляется О. приговор; только по уголовно-частным преступлениям, возбуждаемым не иначе как по жалобе, при отсутствии жалобы или в случае обратного ее взятия постановляется приговор о прекращении производства. По французскому праву, если подсудимый признан присяжными виновным, но деяние его оказывается не подлежащим уголовному наказанию, суд постановляет не О. приговор, а приговор об освобождении (absolution). Общее между О. приговорами и приговорами об освобождении — то, что как по тем, так и по другим подсудимый не приговаривается к наказанию, но разница между ними, по французскому праву, заключается в том, что при О приговорах (acquittement) подсудимый признается невиновным, никогда не приговаривается к судебным издержкам, и обжалование приговора допускается не иначе, как в интересах закона, а не в видах осуждения оправданного, — а при приговорах об освобождении предполагается виновность подсудимого, освобождение от наказания происходит только по несоответствию деяния его признакам уголовного преступления или ввиду наличности законной причины, погашающей ответственность; освобожденный от наказания может быть приговорен к судебным издержкам; для освобождения от суда (если дело рассматривалось с участием присяжных) недостаточно распоряжения президента, а требуется приговор суда. Наш действующий уголовный процесс знает, как и французский, два вида О. приговоров: приговоры об оправдании и приговоры об освобождении от суда (ст. 771 Уст. угол. суд.). О. приговор постановляется в таком случае, если "деяние, в коем подсудимый был обвиняем, признается недоказанным, не подлежащим вменению по законным причинам, или не воспрещенным законами под страхом наказания", приговор об освобождении подсудимого от суда — если "преступное деяние покрывается давностью, милостивым манифестом или другой законной причиной прекращения дела". В случае признания подсудимого учинившим деяние, не воспрещенное под страхом наказания, требуется, по толкованию сената (74/358) постановка О. приговора, а не приговора об освобождении. В отношении обжалования О. приговора устав наш не принял ни французской системы (см. выше), ни германской, допускающей обжалование только в некоторых исключительных, законом указанных случаях, а допустил обжалование О. приговора на общем и одинаковом основании с приговорами обвинительными. Судебная сила О. приговоров охраняется у нас ст. 21 Уст. угол. суд., выражающей одно из основных начал уголовного процесса (non bis in idem): оправданный вошедшим в законную силу приговором надлежащего суда не может быть вторично подвергнуть следствию и суду по тому же самому преступлению, если бы даже открылись к его изобличению новые обстоятельства. Как показатели силы уголовной репрессии, О. приговоры (главным образом постановленные присяжными) сделались в нашей литературе предметом многочисленных исследований, в особенности при помощи метода статистического (статьи проф. Фойницкого в "Журн. Гр. и Угол. Права", 1879, № 6; Тарновского в "Юрид. Вестнике", 1891, кн. 3 и 4; И. Щегловитова в "Журн. Гр. и Угол. Права", 1893, кн. 7; Капустина в "Сборнике Правов. и Общ. Знаний", 1894, № 3). Непосредственно связан также с вопросом об О. приговорах вопрос о вознаграждении неправильно привлеченных к суду (см.). Литература — в учебниках и курсах уголовного процесса.

В. С—ий.

Оправка

— см. Ковка.

Определение наказания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Определение, в грамматике

— О. или атрибутом обыкновенно называется такая часть предложения, которая содержит в себе указания качества или свойства предмета, имя которого выражено в предложении существительным. При этом обыкновенно приводятся вопросы, по которым можно узнать О.: какой? чей? который? сколько? При таком понимании О. приходится считать не только прилагательные, но и существительные в родительном и других косвенных падежах, без предлогов и с предлогами, если такие выражения по своему значению могут ответить на один из данных вопросов (напр. "солнечный свет" и "свет солнца"). Неудобство такого понимания заключается в том, что разница между формами выражения одного и того же представления совершенно стушевывается; поэтому правильнее под О. понимать имя, обозначающее признак присущий предмету, которого имя выражено в предложении существительным (Потебня, "Из записок по русской грамматике", изд. 2, Харьков, 1889, стр. 99). Если атрибут выражен именем существительным, то мы называем его приложением, напр. "река Донец", "город Москва" и т. п. Очень часто приложение имеет ту особенность, что оно имеет более самостоятельный смысл, ближе подходит по значению к сказуемому, имеет "большую предикативность сравнительно с собственным О.", как выражается Потебня; напр. "Петр Великий, основатель Петербурга". До известной степени и прилагательные способны принимать такое предикативное значение. Примером такого употребления может служить предикативное употребление греческих прилагательных, особенно некоторых из них, передаваемых по-русски наречием; напр.: ήλθον ήδη σκοταΐος — "пришли уже в сумерки" (соб. "окруженные тьмою"). В русском языке предикативный оттенок слабее и сфера такого употребления уже (напр. "как, бедной, мне не горевать").

Д. К.

Определение, в философии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Определение, в химии

— см. Анализ химический.

Определение, в юриспруденции

— см. Частное определение.

Определитель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Определительное предложение

(грамм.). — О. предложением называется придаточное предложение, содержащее в себе выражение признака предмета, имя которого представляет какой-нибудь член главного предложения. При этом совершенно безразлично, какую роль играет это имя в главном предложении: оно может быть и дополнением, и подлежащим, и именной частью составного сказуемого. В школьных грамматиках иногда смешиваются эти две точки зрения и различаются предложения, заменяющие подлежащие, сказуемые и дополнения. По существу своему все эти предложения одинаково являются О. Поводом к такому смешению служит то, что часто предложение О. относится к местоимению указательному, не имеющему никакого вещественного значения. Но в предложении местоимение функционирует, тем не менее, в качестве имени, и дело от этого нисколько не меняется. Напр., "то, что я говорю, сущая правда" или "взгляд, который я высказываю, правилен" — эти предложения по синтаксическому строю одинаковы. Внешним признаком О. предложений служит то, что они вводятся относительными местоимениями: который, какой, кто, что (ср. Определение).

Опрелость

— В складках кожи, где две противолежащие поверхности кожи тесно соприкасаются между собой, легко происходит застаивание кожного отделения (секрета) и пота; вследствие этого эпидермис (надкожица) размачивается, разбухает и, в конце концов, отторгается; обнаженная от эпидермиса кожа представляет собой мокнущую поверхность ярко-красного цвета; в запущенных случаях эта мокнущая, красная поверхность бывает местами покрыта серыми пленками, плотно сидящими на подлежащей ткани. Такое состояние называется опрелостью. Оно наблюдается у грудных детей при недостаточном уходе за ними, далее у тучных взрослых. О. может появиться в любом месте тела, в пахах, под мышками и т. д. Она дает о себе знать болью, зудом, иногда неприятным запахом; последнее особенно при опрелости в межпальцевых складках на ногах. Лечение опрелости заключается в педантической чистоплотности, особенно при уходе за маленькими детьми, и в применении высушивающих средств (порошков и паст) как тальк, цинковая паста и др. Для предупреждения опрелости лучшим средством является также чистоплотность.

Л. Якобзон.

Опреснитель

— см. Пресная вода (искусственное приготовление).

Опресноки

— пресный хлеб, который употребляет римско-католическая церковь для совершения таинства евхаристии. Впервые пресный хлеб для таинства стали употреблять евиониты, еретики 1-го века. В VII в. в некоторых испанских церквах стал распространяться обычай совершать евхаристию не на квасном хлебе, а на пресном; в VIII в. этот обычай распространился в германских церквах, а в половине XI в. сделался всеобщим на Западе. Папа Лев IX (†1054 г.) горячо отстаивает законность его против обличений констант. патриарха Михаила Керуллария и утверждает, что обычай совершать таинство на О. восходит к году крестной смерти Спасителя. В XV в. на флорентийском соборе, в видах содействия соединению церквей, одинаково признан был годным для евхаристии как квасный хлеб, так и опресночный. На триентском соборе католики не касались этого вопроса, считая его решенным. Ср. Л. Епифанович, "Записки по обличительному богословию" (Новочеркасск, 1891), и И. Трусковский, "Руководство к обличительному богословию" (Могилев, 1889).

Опричник

— залив Приморской области, Северно-Уссурийского края, на побережье Сев. Японского моря, к С от залива св. Владимира, 44°28' с. ш. и 195°43' в. д. (от Пулкова). Углубляется в материк почти на 4 вер.; столько же — расстояние между входными мысами; по своему открытому положению, доступен волнению от южных и юго-восточных ветров. Сюда впадают реки Мутуха и Хульсин. Залив открыт англичанами в 1856 г. и был назван заливом Шельтер-бей; позже переименован корветом сибирской флотилии.

Опричнина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Опросы

— горы Приморской области, простирающиеся от верховьев речки Эльги, притока Тугура, к устью реки Омал, в направлении от NNW на SSO. Вершины их возвышаются на 200' над уровнем реки Омал. У подножия гор — болота.

Опс

(Ops) — y римлян богиня плодородия, хранительница земледелия, супруга Сатурна; позже отождествлялась с греческими богинями Реей и Деметрой или с фригийской Кибелой. Ей и ее супругу посвящался праздник Опалий, 17-го, потом 19-го декабря. Обыкновенное прозвание ее было Консивия или Консива — "сеятельница".

Оптат

— епископ Милевитский, в Нумидии (315—386). О жизни его мало известно, но Иероним, Августин, Фульгенций, Гонорий Отенский свидетельствуют о его важном значении для церкви его времени. От него сохранился трактат о расколе донатистов ("De Schismate donatistorum"), изданный в Майнце (1549), затем в Париже (1700), в Венеции (1769; это издание перепечатано в "Патрологии" Миня), важный для древней церковной географии Африки, а также по документам, собранным в нем относительно донатистов.

Н. Б—в.

Оптациан

(Publilius Porphyri us Optatianus) — древнеримский поэт, родом из Африки, современник Константина Великого. До нас дошло письмо этого императора к О., из которого видно, что О. принадлежал к знатнейшим лицам в государстве. Это заставляет отождествлять его с Публилием О., занимавшим должность префекта столицы между 329 и 333 гг. По неизвестной причине О. был сослан. Обратному появлению его при дворе способствовал написанный к юбилею 20-летнего правления Константина грубо-льстивый панегирик. От О. сохранилось еще несколько стихотворений, наглядно свидетельствующих о господствовавшем в тогдашней поэзии преобладании формы над содержанием: одно из этих стихотворений имеет вид жертвенника, другое — свирели, третье — органа. Стихотворения О. представляют не только массу акростихов и телестихов, но и мезостихов (напр. в виде монограммы Христа). Типичным примером ухищрений О. является стихотворение 15-е (по изданию Л. Миллера), где первый стих состоит только из двухсложных слов, второй — из трехсложных, третий — из четырехсложных, четвертый — из пятисложных, шестой — из пяти слов, из которых первое односложное, второе двусложное и т. д., кончая пятисложным; седьмой заключает в себе все части речи, восьмой — одни имена, девятый остается гексаметром, читать ли его от начала к концу или от конца к началу; десятый, при таких же условиях, остается пентаметром; одиннадцатый, при чтении от конца к началу, из гексаметра превращается в пентаметр и т. д. Многие стихотворения О. имеют вид квадрата, т. е. каждый стих заключает в себе одинаковое число букв (обыкновенно 35). Лучшее издание О. — проф. Л. Ад. Миллера (Лпц., 1877). Характеристика О. дана тем же автором в "Журн. М. Н. Пр." (1876, № 2: "De Publ. Opiat. Proph. carminibus") и в его книге: "De re metrica poetarum Latinorum" (стр. 588 сл.).

А. M—ъ.

Оптика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оптиматы

(Optimates). — Когда знать (nobiles) сделалась в Риме привилегированным классом и старалась устранять от honores (почетной гражданской службы) всех, не принадлежавших к ее среде, в общеcтве создались две противоположные партии — optimates и populares. Группа О. состояла, главным образом, из nobiles, хотя в состав ее входили члены всех классов общества. Органом ее был сенат. Программа ее действий была та же, что и сената: сенатский авторитет (senatus auctoritas), магистратская власть, суды; обычаи и религия предков. О. были conservatores civitatis и defensores reipublicae, т. е. охранительной партией в государстве. По Цицерону (pro Sestio), О. старались снискать одобрение всякого благонамеренного гражданина (optimus quisque). Они были противниками всякого движения черни, всех демократических реформ, клонившихся к поднятию благосостояния народных масс; их деятельность резче всего проявлялась в таких движениях, как напр. против Гракхов и т. п. По Веллею, к О. принадлежали сенат, лучшая часть всадников и спокойная часть плебса. Таким образом, интересы О. совпадали с интересами нобилитета, ревниво охранявшего свои заветы и интересы.

Н. О.

Оптимизм

(от лат. optimus — наилучший) — воззрение, по которому существующий мир есть лучший из возможных, и все в нем совершающееся ведет к добру. Принципиально О. требуется учением о Боге, как Всеблагом, Премудром и Всемогущем Творце и Промыслителе мира. Доказать О. с этой точки зрения составляет особую задачу оправдания Божества или Теодицеи (см.); самый значительный образчик такого исследования дан в известном сочинении Лейбница (см.). Главная трудность задачи состоит в фактическом существования зла и страдания в мире, что дает видимую основу для противоположного О. воззрения (см. Пессимизм). Самая возможность оценки мира в смысле добра и зла предполагает утверждение за человеческой личностью и ее сознанием принципиального значения в жизни вселенной, — признание; что мир имеет цель, и что эта цель есть человек. Поэтому в воззрениях натуралистических, не придающих такого значения человеку, и тем более в воззрениях, отрицающих в мире всякую целесообразность (механический материализм), спор между О. и пессимизмом не имеет никакого смысла. Вне теологической и метафизической области О. может опираться на признание постоянного прогрессивного характера мировой жизни; но самое понятие прогресса нуждается в дальнейшем философском оправдании, которое с известных точек зрения, напр. механической, не может быть проведено до конца (см. Телеология, Прогресс). От О., как общей теории, следует различать О. как господствующее личное настроение (в зависимости от свойств темперамента), побуждающее человека видеть во всем хорошую сторону и не унывать в несчастии. Теоретический и житейский О. далеко не всегда совпадают между собою.

Вл. С.

Оптин-Троицкий монастырь

мужской, заштатный (с 1764 г.) — Орловской губернии, близ города Волхова. Основан, по преданию, в начале XV в. тем же Оптою, что и Оптина пустынь. После разрушения в 1613 г. литовцами, возобновлен в 1620-х гг. При монастыре школа и ежегодно ярмарка.

Оптина-Введенская-Макариева пустынь

мужская, заштатная (с 1764 г.) — Калужской губернии, Козельского уезда. По преданию, основана еще в XIV в. бывшим предводителем шайки разбойников, Оптою (в иночестве Макарий). До 1499 г. в пустыни жили совместно иноки и инокини; в 1724 г. иноки переведены в Белевский-Спасский монастырь; спустя два года пустынь восстановлена; при ней Иоанно-Предтечев скит. Особенно чтимы иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи и Казанской Божией Матери. Много древностей и рукописей (см. "Калужские Губ. Ведом.", 1857, № 28 сл.). Ср. "Историч. описание Козельской Оптиной пустыни" (СПб., 1885).

Оптическая изомерия

— см. Винная кислота, Вращение плоскости поляризации и Стереоизомерия.

Оптические приборы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оптические свойства химических соединений

— см. Вращательная способность химических соединений, Преломляющая способность химических соединений, Спектральный анализ, Цвет химических соединений.

Оптические стекла

Статья большая, находится на отдельной странице.

Опука

— река Приморской области, на западном прибережье Берингова моря, впадающая в последнее несколько южнее мыса Опукинского; длиной более 100 вер.

Опукинский мыс

(или Опухинский) — Приморской области, на западном побережье Берингова моря, верст 300 к С от Олюторского мыса и верст 200 к Ю от мыса Наварина. По своей величине принадлежит к числу выдающихся мысов западного прибрежья Берингова моря.

Опунт

(Όποΰς), ныне Kokkinowrachos, на возвышенности того же имени — главный город восточных локров, на пути от Мартино к Фермопилам, недалеко от Евбейского пролива, на расстоянии 1½ мили от гавани Кина. Основание О. восходит в мифическую древность. Уже Девкалион и Пирра, спустившись после потопа с горы Парнаса, жили в О.; основателем города был внук их Опунт, рожденный дочерью их, супругой Локра, от самого Зевса. О. упоминается в Илиаде как родина Патрокла. В войну римлян с Филиппом (197 г. до Р. Х.) III, окончившуюся поражением македонян при Киноскефалах, О. был взят римлянами. Уцелевшие от О. остатки стен носят на себе печать древних циклопических сооружений.

Ф. М.

Опунций

(Филипп) — греческий математик. Ученик Сократа и Платона. Написал в эпоху Филиппа Македонского не дошедшие до нас сочинения о многоугольных числах и об арифметике.

Опунция

(Opuntia L.). — родовое название растений из семейства кактусов; всего известно около 150 видов этого рода, растущих преимущественно в Мексике, Перу и Чили, в Соединенных Штатах (до 50° с. ш,), а также в Южной Америке. Некоторые виды встречаются в одичавшем состоянии на Канарских о-вах на юге Европы, в Африке и в Азии. О. — характерное растение: стебли его состоят из мясистых, сплющенных, более или менее овальных, листовидных члеников; иногда развиты мощные, цилиндрические стволы и на них сплющенные пластинчатые членистые ветки в виде листьев; настоящих листьев обыкновенно не бывает; они появляются только на очень молодых побегах, в виде цилиндрических или призматических палочек; живут они очень короткое время и скоро сваливаются. Вместо листьев на стеблях появляются крупные и мелкие иглы, располагающиеся обыкновенно пучками. Цветки появляются поодиночке или пучками из центра пучка игол по краю или на верхушке члеников; они правильные, тарелчатые или более ворончатые; лепестки свободные или только слегка склеенные, многочисленные, наружные из них чашечковидные, иногда мясистые и острые, внутренние — покрашенные. Тычинки короче венчика; они прикрепляются к вогнутому в виде чаши цветоложу. Завязь булавовидная, яйцевидная, коническая или цилиндрическая, снаружи покрытая чешуйками, в пазухе чешуек находятся пучки игол. Плод — коническая или шарообразная ягода, со многими или несколькими семенами. Ягода многих видов съедобна и обладает способностью окрашивать мочу в кроваво-красный цвет. Самый обыкновенный вид О. — Opuntia vulgaris Mill., вывезенный из Америки и теперь одичавший по всему югу Европы и на севере Африки. Плоды этого вида употребляются в пищу туземцами, под именем "индийской фиги". Карликовая разновидность другого вида, О. Ficus indica Mill. var. nana, встречается в одичавшем состоянии в южной Швейцарии и в Тироле. В Америке в южной Испании, в Сицилии и в Алжире возделывается особый вид О ., так назыв. кошенильный кактус (О. coccinellifera Mill.), отличающийся своими красными цветками и длинными тычинками; возделывается он из-за травяной вши, так наз. кошенили, живущей на его стеблях. Ради этой же цели возделывается другой вид, О. Tuna. Впрочем, за последнее время этот промысел стал падать. В оранжереях и комнатах разводят как декоративные растения и другие виды О. Размножаются они легко черенками; требуют песчаной почвы и малой поливки.

С. Р.

Опускание земной коры

— см. Колебания вековые.

Опутенки

(охотн.) — см. Вынашивание ловчих птиц.

Опухоли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Опушка

— см. Монетный чекан.

Опыление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Опыт

(в философском смысле) — означает как отдельные состояния сознания, испытываемые или испытанные субъектом, так и совокупность таких состояний у единичных людей и у всего человечества. О. есть первичный источник наших знаний, дающий материал для всякого другого познания. С различных точек зрения О. разделяется на прямой и косвенный, внутренний и внешний, житейский и научный. Состояния, переживаемые и пережитые самим данным субъектом, составляют его прямой или непосредственный О.; достоверное свидетельство о чужих опытах есть для него О. косвенный. Чьи бы то ни было знания об Америке суть во всяком случае опытные (по происхождению своему), так как ни путем чистого мышления, ни путем откровения свыше мы таких сведений не получаем; но для не бывавшего в Америке всякое эмпирическое знание о ней, очевидно, получается лишь косвенным образом, через усвоение чужих опытов. С прогрессом личной и собирательной жизни О. обоего рода возрастает неравномерно: косвенный несомненно перевешивает. Различие между внешним и внутренним О. обусловлено участием или неучастием органов чувств — зрительного, слухового и т. д. То, что нами испытывается с ближайшей помощью этих органов, называется внешним О., а то, в чем они не действуют определяющим образом (каковы душевные волнения, решения воли, размышления), относится к внутреннему О. Такое обозначение, строго говоря, неверно, так как все без исключения испытываемое нами есть непременно наше внутреннее состояние, и выражение: внешний О. есть contradictio in adjecto. О самых органах так называемых внешних чувств мы можем знать лишь через наши собственные ощущения. Почему, однако, некоторые из испытываемых нами состояний сознания принимаются как свидетельства о чем-то другом, кроме нас самих, и в какой мере и на каких основаниях такое свидетельство может быть признано достоверным — этот гнозеологический вопрос стал первенствующим в философии с прошлого века; решительная его постановка составляет отличие философского критицизма от догматизма, относящегося к нему без достаточной определенности и последовательности (см. Познание). Более или менее широкое обобщение переживаемых событий через более или менее отчетливо действующую рефлексию выражается в житейском или жизненном О., который можно различать на личный и исторический. Систематическая обработка опытного материала посредством правильной рефлексии образует О. научный в общем смысле, от которого следует отличать особый специальный прием, применяемый в некоторых науках и состоящий в создании искусственных условий для явлений, с целью проверки относящихся к ним обобщений: этот прием также называется О. но, во избежание недоразумений, лучше обозначать его словом: эксперимент (см.). Иногда говорят о религиозном О., как особом роде О., наряду с указанными; но это неправильно, так как испытываемые религиозные состояния лишь по своему содержанию и значению для жизни отличаются от всех прочих данных так называемого внутреннего О.; формальных признаков установить здесь невозможно, по существу же религиозный О. входит в сферу жизненного О.

Вл. С.

Опыт Трудов Вольного российского собрания

при Императорском Московском университете — журнал, выходивший в неопределенное время в Москве, в 1771—1783 гг. Вышло 6 частей. Сотрудничали профессор Барсов, Десницкий, Забелин и др.

Опытные станции, поля, фермы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Опьянение

— в уголовном праве рассматривается как одно из ненормальных состояний организма, обусловливающих невменяемость (см.). Следует различать, прежде всего, запой и простое О. Запой есть болезнь, сопровождающаяся психическим расстройством и имеющая свои клинические признаки. Как вид болезненного расстройства, приводящего, выражаясь словами действующего Улож. о наказ., в "умоисступление или совершенное беспамятство", запой признается и в теории, и в кодексах состоянием, устраняющим вменяемость: нельзя вменять в вину деяние, совершенное под влиянием галлюцинаций, независимо от того, какой формой заболевания они были вызваны. Относительно простого О. вопрос представляется значительно более сложным, главным образом потому, что с простым О. в жизни приходится встречаться на каждом шагу, и потемнение сознания, которое одно только и обусловливает невменяемость, зависит не от факта употребления алкоголя, а от степени О. Ввиду этого, с точки зрения уголовного права, основное значение имеет различение полного О. от неполного. К полному О. теория (Таганцев, "Лекции", вып. 11, стр. 495) относит как момент наступления совершенной бессознательности, так и ту стадию, когда рассудок опьяневшего утрачивает способность управлять его действиями; к неполному — все предшествующие, первичные стадии. Полное О. устраняет вменяемость, неполное — может влиять на меру наказания в пределах, предоставленных судейскому усмотрению. Кроме деления О. по степени и силе, существуют еще деления по другим признакам: на вынужденное (напоили насильно) и добровольное, на простое, неосмотрительное и злонамеренное (с целью совершить преступление или допустить его совершение другими). Деления эти, однако, имеют второстепенное значение, ибо даже при злонамеренном О., когда оно было полным, вменение — по справедливому замечанию Н. С. Таганцева — допустимо только в тех исключительных случаях, когда возможно установить причинное соотношение между задуманным и осуществленным в состоянии полного опьянения. — Новейшие западные кодексы (кроме итальянского) об О., как состоянии, устраняющем вменяемость, не говорят вовсе, относя полное О. к общему понятию бессознательного состояния и признавая О. неполное обстоятельством, могущим оказывать влияние лишь на меру наказания. Той же системы держится и проект русского уголовного уложения. Совершенно иначе поставлен вопрос в нашем действующем праве. Дореформенная практика даже деяния, совершенные под влиянием запойных галлюцинаций, признавала вменяемыми. Кассационный сенат, в отношении собственно запоя, держится противоположного взгляда, толкуя (реш. 1868 г. № 86, 1869 г. № 877) ст. 96 улож. в том смысле, что болезнь, приводящая в умоисступление или совершенное беспамятство, всегда устраняет вменяемость; хотя бы она произошла и от пьянства. Но простое полное О. и современная практика, основываясь на букве закона, не считает основанием невменяемости. Вместо различения О. полного и неполного, уложение, в ст. 106, проводит различие между намеренным О. и ненамеренным: в первом случае закон обязывает назначать высшую меру наказания, положенного за соделанное, а во втором мера наказания назначается по другим сопровождавшим преступление обстоятельствам. От общего правила, что О. не почитается обстоятельством, уменьшающим вину, особенная часть уложения в некоторых случаях отступает. В целом ряде статей, предусматривающих религиозные преступления (180, 182, 211 и др.), заочное оскорбление Императора и членов царствующего дома (246, 248), преступления против порядка управления (276, 282 и др.), положены значительно пониженные наказания для случаев совершения деяния "в пьянстве". — От О., как состояния, устраняющего вменяемость, необходимо отличать пьянство, как самостоятельный проступок, когда закон карает за самый факт О. или за нетрезвое поведение; так напр., ст. 42 уст. о наказ., налаг. мировыми судьями, карает "за появление в публичном месте пьяным до беспамятства или в безобразном от О. виде"; ст. 890 улож. предусматривает нетрезвую жизнь управляющих аптеками; ст. 190 воинск. уст. о наказ. подвергает ответственности военнослужащих за пьянство и нарушение правил воинского благочиния вообще. См. Ковалевский, "О состоянии опьянения по отношению к вменяемости" ("Журн. Гражд. и Угол. Права", 1879, № 4).

K.-K.

Ор, Антуан Анри Филипп Леон

(виконт d'Aure) — французский теоретик верховой езды (1798—1863). Кроме множества брошюр, напечатал: "Trait é d'é qaitation" (П., 1834; 4 изд. 1870), "De l'industrie chevaline en France" (1840; 3 изд., 1847), "Cours d' é quitation" (1853; 5 изд., 1859).

Ор, в Библии

— 1) израильтянин, занимал видное место при Моисее. Во время битвы с амаликитянами близ Рефидима О. находился вместе с Аароном близ Моисея и поддерживал руки последнего во время его молитвы (Исход, XVII, 10—12). Вместе с Аароном ему поручено было управление народом во время отсутствия Моисея (ib., XXIV, 14). По мнению Флавия, О. был мужем Мариамы, сестры Моисея. 2) Гора на границе Идумеи и Палестины, близ Кадеса, к Ю от Мертвого моря. На этой горе скончался первосвященник Аарон, брат Моисея. См. Числа, XX, 22—29; XXI, 4; XXXIII, 38—39; Второзаконие, XXXII, 50.

Ор, преподобный

— сначала подвизался в Фиваидской пустыне, затем в устроенной им обители, где † в 390 г. Память 7 августа.

Ора, приток Амура

— речка Амурской области, левый приток Амура, в 9 вер. ниже Куприяновского поселка; длина до 40 вер., ширина 2—6 саж., глубина до 3-х фт.

Ора, южный ветер

(Ora) — дующий на северном берегу озера Гарда южный ветер, продолжающийся до захода солнца и часто сопровождаемый сильным прибоем. Ночью и до приблизительно 9-ти часов утра веет с С ветер с суши — совер или Vento paesano.

Оравица

(Oravicza) — 1) О. Немецкая (Deutsche Oravicza) — мст. в Крашо-Сереньском комитате Венгрии. 5 т. жит. немцев и румын; женский монастырь; театр; горное дело, паровая мельница, фабрика цементная, приготовление водки из слив и консервов из плодов. 2) О. Румынская (Roman Oravicza, мадярск. Olah-Oravicsa) — село в том же комитате. 3000 жит., румын, занимающихся фабрикацией парафина и минерального масла и виноделием. Оравицкий горный округ богат железной и медной рудой и каменным углем. Большие железоделательные и сталелитейные заводы. Вблизи О. лежит курорт Marillathal.

Оракул

(лат. oraculum) — в древности одно из средств, с помощью которых человек старался вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения О. считались откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большей частью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями полученного откровения. Все О. могут быть подведены под три категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов, или в виде сновидений. В знаменитейшем из всех О. — дельфийском — одуряющие пары, выходившие из расселины скалы, приводили пророчицу в состояние ясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев на священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра, в О. Зевса Аммонского в Ливии — за известными явлениями на изображении божества, составленном из драгоценных каменьев; в Риме, по повелению сената и в присутствии магистрата, раскрывали сивиллины книги. Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности откровений; во всяком случае усматривать в О. один лишь сознательный обман со стороны жрецов было бы суждением односторонним и лишенным исторической перспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для дельфийского О., сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане, хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимость двусмысленностью ответов, подходящих для любого случая. Возникновением О. данное место было обязано или благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала близость божества, или явлениям природы (пары из горячего источника и т. п.), вызывавшим состояние экзальтации. Возникали О. и в местностях, где покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества; так напр., в О. Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина и однодневного поста, должен был заснуть во храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества. Назначение О. состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной. К О. прибегали и государственные люди, когда их личный авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Для известных периодов греческой истории О. получают, поэтому, значение политических институтов. О., совета которых испрашивали во всех важных начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания национального единства и осуществлению общегреческих предприятий. Они покровительствовали сельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и т. п. Древнейшим из всех О. считался О. в Мероэ, в Египте, а за ним непосредственно следовали О. в египетских Фивах и О. Зевса Аммонского. В Греции величайшим авторитетом пользовался О. в Додоне, позднее — О. в Дельфах. Кроме того, Зевс имел своих О. еще в Элиде, Пизе и на Крите, Аполлон — в Кларосе близ Колофона и на Делосе. О. Бранхидов в Милете посвящен был Аполлону и Артемиде. О. героев были О. Амфиарая в Оропосе, О. Трифония и Геракла — в Буре, в Ахайе. О. с вызыванием духов усопших существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К О. должны быть причислены и изречения так наз. сивилл (см.), особенно эритрейских и (в Италии) кумейских. У римлян существовали О. Фавна и Фортуны в Пренесте, О. Паликов; но они охотно обращались и к греческим, и к египетским О. В Греции О. потеряли свое значение лишь после полного падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно были закрыты. Ср. F. A. Wolf, "Vermischte Schriften" (Галле, 1802); Wirkemann, "De variis oraculorum generibus" (Марб., 1835); Dö hler, "Die Orakel" (В., 1872); Karapanos, "Dodone et ses ruines" (П., 1878); Hendess, "Oracula graeca" (Галле, 1877); Bouch é-Leclercq, "Histoire de la divination dans l'antiquité " (П., 1879—91); Buresch, "Klaros" (Лпц., 1889); Diels, "Sibyllinisch e Blä tter" (Б., 1890).

Оран

— 1) провинция Алжирии, 159815 кв. км.; северная часть плодородна, внутри степи. О. захватывает часть Сахары. 942066 жителей. Между европейским населением провинции испанцев больше, чем французов, 2) Главный город провинции О., на берегу Оранского залива Средиземного моря; первый по торговле город в Алжирии, хорошо укрепленный. 74510 жителей; библиотека, музей; защищенная гавань. Предметы ввоза: хлеб, табак, фрукты, вино, скот, кожа, воск, шерсть. Ломки мрамора и графита. О. (по-арабски Веран, Варан) основан маврами в 903 г.; в 1512 г. захвачен испанцами, которых можно считать вторыми основателями города О.; в 1790 г. землетрясение совершенно разрушило город; с 1831 г. О. в руках французов.

Орангутан

оранг, маяс или меяс туземцев (Simia satyrus L., см. табл. Обезьяны), неправильно называемый орангутангом — крупная человекообразная обезьяна Азии, по всей вероятности, единственный представитель рода Simia. Отличительные признаки рода: череп вытянутый на макушке кверху, массивное тело и конечности, передние конечности достающие до ступней, присутствие в запястье центральной кости (os centrale), очень маленький большой палец задних конечностей, 12 грудных и 4 поясничных позвонка, отсутствие мозолистых утолщений на ягодицах. Взрослый самец достигает вышины в 1,35 м., при расстоянии между концами распростертых рук в 2,4 м. и обхвате тела до 1,15 м. Голова сильно вытянута кверху на макушке, губы толстые, вздутые и сильно выдающиеся вперед, нос совершенно плоский, глаза и уши маленькие и похожие на человеческие; по бокам лица у старых самцов большие кожные складки. Передние конечности очень длинные, достающие до ступней, большой палец на них короток (не достает до конца пястной кости указательного пальца); задние конечности сравнительно очень короткие, большой палец на них очень мал (достает лишь до середины первой фаланги ближайшего пальца, лишен часто не только ногтя, но и последней фаланги. Шерсть длинная, жесткая, рыже-бурая, редкая; она особенно редка на нижней стороне тела, несколько гуще на боках. На голове и предплечьях она направлена вверх, на остальных частях — вниз; у самца на лице значительно развита борода; лицо и ладони голые, грудь и тыльная сторона пальцев почти голы; голые части синеватого или сероватого цвета. Самцы отличаются от самок большим ростом, бородой и кожными наростами по сторонам лица. Череп О.-утана отличается значительно развитой короткой черепной коробкой; сагиттальный гребень сильно развит и выпукл; бровные дуги развиты умеренно и не выдаются так сильно, как у гориллы. Клыки у самцов велики, коренные отличаются сложным строением бугорков и многочисленными складками на жевательной поверхности. Присутствие в запястье центральной кости сближает О.-утана с гиббонами и низшими обезьянами и отличает от гориллы, шимпанзе и человека. Полушария большого мозга снабжены сильно развитыми извилинами и мозг О. вообще более походит на мозг человека, чем мозг других обезьян. Гортань замечательна тем, что желудочки ее дают большие боковые выросты, которые у взрослого О. достигают громадного развития и соединяются между собой перед дыхательным горлом, образуя большой мешок. О. живут на Суматре и Борнео; на последнем острове они многочисленнее. Они держатся исключительно в обширных непрерывных лесах, растущих на болотистых низменностях и почти никогда не спускаются на землю, переходя с дерева на дерево по ветвям. При ходьбе О. опирается на сжатые кулаки передних конечностей и наружные края ступни задних; на одних задних он не ходит и может сделать разве несколько шагов. Пища О. состоит из плодов различных деревьев, а также листьев, почек и молодых побегов, вообще пища — исключительно растительная. Для ночлега он устраивает на деревьях из сучьев плоские гнезда. Животное это весьма безобидное, хотя доведенное до крайности может сильно защищаться. Туземцы считают О. очень сильным животным, с которым не может бороться никакое другое. Название оранг-утан значит — лесной человек. Обезьяны эти легко приручаются, но в европейских зоологических садах плохо переносят климат, вялы и скоро погибают.

Н. Книпович.

Орандж

(Orange) — город в североамериканском штате Нью-Джерси, близ города Нью-Арка, которому служит предместьем. Фабрики шляп, экипажей, электротехнические мастерские Эдиссона. Жителей 18844 (1890).

Оранж, краситель

— см. Тропеолин и Краски органические искусственные.

Оранжевая pека

(Orange River), иначе Гарип (Gareep, Gariep) — самая значительная река Капской колонии и одна из длиннейших в Африке; длина течения ее 2140 км., бассейн занимает пространство в 1275000 кв. км. Берет начало на западной стороне гор Катламба, двумя рукавами, из коих южный, называемый Ну-Гарип, или Черная река, а также Оранжевая, Нока-Синку, считается верхним, а северный, Гей-Гарип, или Ваал-река (Желтая река), — нижним. Оба они с бесчисленными притоками текут в западном направлении и соединяются под 29°10' ю. ш. и 24°18' в. д. Ну-Гарип, или О., вытекает с высот Каткин-Пика на высоте 3160 м., орошает землю базутосов и, на продолжительном пути, образует границу между Оранжевой республикой и Капской колонией. С правой стороны в него впадает река Каледон, или Могокара. Гей-Гарип, или Ваал, или Ликва вытекает из окр. Эрмело и отделяет Оранжевую республику от Южно-Африканской республики и принимает справа: Моои и Хартс. После соединения обоих рукавов О. образует южную границу земли готтентотов и впадает под 28°38' ю. ш. в Атлантический океан. Периодические притоки: на С — Хигап, или Молопо, с Куруманом и Нозобом, и Ауб, или Большая Рыбная река, с Ю из Капской колонии — Онгарс и Хартибес (270 миль длины). Между местами впадения этих двух последних рек О. образует водопад Анграби, в 46 м. высоты; в нижнем течении своем, в дождливое время, О. имеет 5 км. ширины. Мелководна О. почти везде и вследствие этого, несмотря на свою длину, несудоходна; у устья заграждена песчаными отмелями. Свойственные этой части Африки грозовые ливни часто повышают уровень воды на 6—10 м. против обыкновенного.

Оранжевая республика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оранжевая республика (дополнение к статье)

— В 1896 г. президентом О. республики избран Мартин Стейн (см.). В 1897 г. заключен оборонительный и наступательный союз с Южно-Африканской республикой (Трансваалем). В 1899 г. правительство О. республики пыталось склонить президента Трансвааля Крюгера к уступкам Англии, но когда это не удалось и началась война, то О. республика немедленно соединилась с Трансваалем. 28 мая 1900 г. О. республика признана прекратившей свое существование и присоединенной к английским владениям. Войска О. республики, под командой Стейна и Девета, продолжали сопротивление; но 31 мая 1902 г. они должны были подчиниться и вместе с трансваальцами заключить мир в Претории. В мирном договоре было сказано, что, как только разрешат обстоятельства, представительные учреждения должны быть созданы в О. республике. Из О. республики организована колония Оранжевой реки (Orange river Colony); она управляется губернатором общим с Трансваалем и подчиненным ему, специально для Оранжевой колонии назначаемым помощником губернатора. В законодательный совет входят лица, назначаемые правительством.

Оранжерея

— см. Теплица.

Оранжисты

— 1) ложи О. (Orange-loges, Orangemen) — название политических союзов, которые англо-протестантская партия в Ирландии выставила против католиков. Когда, к концу XVIII в., ирландский парламент стал угрожать английским интересам в Ирландии, 21 сент. 1795 г. наиболее решительные О. — как, после покорения Ирландии Вильгельмом Оранским (1690), назывались протестантские сторонники короля — составили как бы союз, с целью поддержки протестантской церкви в Ирландии и сохранения короны за ганноверским домом. К этому союзу вскоре примкнули протестанты высших сословий, даже принцы королевского дома, что в 1798 г. привело к основанию великой ложи для Ирландии. Со времени проведения унии Великобритании и Ирландии (1800 г.) союз О. стал еще сильнее; его члены заняли важнейшие места в государственной и общинной администрации и перенесли свою деятельность и в Англию, где в 1808 г. была основана первая великая ложа (сначала в Манчестере, потом в Лондоне). Со времени агитации О'Коннелля О. начали ожесточенную борьбу против католицизма в Англии и Ирландии, одновременно направленную и против терпимости, которой отличалась, по отношению к католикам большая часть английского среднего класса. Они не могли, однако, воспрепятствовать тому, что с проведением эмансипации 1829 г. положен был конец ничем не оправдывавшемуся перевесу протестантов в Ирландии; это повело к конфликту О. с правительством и общественным мнением, почему министерство вигов, в 1832 г., упразднило ложи. После падения вигов, в ноябре 1834 г., О. вновь собрались с силами, но в 1836 г., когда виги возвратились к власти, Юм, вождь радикалов, внес предложение расследовать деятельность лож О.; следствие было начато и доказало несомненный их вред для государства. Герцог Кумберландский, гроссмейстер всех лож, предложил закрыть их, что и было исполнено. Хотя организация О. более не существует, но оранжистские демонстрации, приводившие к кровавым столкновениям, встречались и в последние десятилетия. — 2) В прежней республике Соединенных Нидерландов оранжистами называлась партия, стоявшая на стороне наследственного штатгальтерства принцев Оранских. В 1830 г. в Бельгии так называлась партия, стоявшая за Оранский дом.

Оранжит

— синоним "торита" (см.).

Ораниенбаум

(в просторечии Рамбов) — заштатный город С.-Петербургской губернии, Петергофского уезда, против Кронштадта, на берегу Финского залива, при реке Каросте, на возвышенной террасе (15 саж. над уровнем моря). При завоевании Петром I Ингерманландии часть ее пожалована была кн. А. Д. Меньшикову. В состав этой части входила небольшая финская деревушка, ок. которой Меньшиков, в 1714 г., заложил загородный дом, развел большой сад, с фонтанами, водопроводами, оранжереями, зверинцем, и назвал усадьбу О. Местность, где стоит О., была обитаема или посещаема еще за тысячу лет до настоящего времени: об этом свидетельствует найденный в 1846 г. близ Ораниенбаума клад из монет англо-саксонских и халифских, относящихся к IX и Х стол. В 1728 г., после ссылки Меньшикова, О. отобран в казну, в 1737 г. здесь устроен морской госпиталь. Императрица Елизавета Петровна пожаловала О. вел. кн. Петру Федоровичу, который подолгу живал в нем. В это время здесь сооружена крепость Петерштадт, остатки которой сохранились и до сих пор. Императрица Екатерина II велела отводить иностранцам, для поселения, земли в О. и в окрестностях его и в 1780 г. сделала его уездн. гор. В 1796 г. он обращен в заштатный, с 1802 по 1848 г. был снова уездным гор. В настоящее время дворец в О., с приписанным к нему имением, принадлежит герцогу Мекленбург-Стрелицкому, сыну вел. кн. Екатерины Михаиловны. Жит. в 1896 г. 4786 (2968 мжч. и 1818 жнщ.): православных 4007, католиков 186, протестантов 362, евреев 136, магометан 48, прочих исповеданий 47; дворян 132, духовного звания 52, почетных граждан и купцов 121, мещан 585, военных сословий 498, крестьян 3286, прочих сословий 112. Церквей православных 4, протестантская црк., городское 3-классное училище, женское 2-классное училище с рукодельным классом, несколько начальных школ. Свято-Троицкий богадельный дом на 115 престарелых и убогих; у него капитал в 172750 р. Дом призрения бедных имени императора Александра II (капитал 41570 руб., ежегодный расход 3750 руб.). Общество вспомоществования бедным имеет капитал в 7900 p. Детский приют на 50 чел., содержание его — около 20 тыс. руб. в год. Родильный приют; городская больница на 35 кроватей, с неприкосновенным капиталом в 20034 р. Городских доходов (1895) 24922 р., расходов 24288 р., в том числе на общественное управление 3 5 85 р., народное образование 1650 р., врачебную часть 835 р. Театр; 2 фотографии. Главный доход жителей — отдача на лето своих домов в наем столичным жителям. Близость к СПб. и удобное сообщение с ним по железной дороге и на пароходе делает О. любимым дачным местом. Морские купанья. Дворец на возвышенной террасе, с прекрасным садом и оранжереями. Катальная гора, построенная в 1762 г. графом Растрелли, представляет павильон или круглую четырехъярусную башню в 10 саж. вышиной, к которой с трех сторон примыкают квадратные трехэтажные выступы; от нее на полверсты тянется отлогий скат, по обе стороны которого — крытая колоннада тосканского ордена. Очень много сделали для украшения города и для благотворительных его учреждений вел. кн. Елена Павловна и Екатерина Михайловна. Окрестности О. живописны; недалеко от него Дубки (по преданию Петр I посадил тут несколько дубков), с прекрасным садом, молочным хозяйством и пасекой. Ср. Пыляев, "Забытое прошлое окрестностей Петербурга".

A. Ф. С.

Ораниенбург

— первоначальное название уездного города Рязанской губернии, Раненбурга.

Орания

или Оранж (Orang e, Oranje) — первоначально небольшое княжество во Франции, в нынешнем департаменте Воклюз; с XI по XVI столетие имело своих князей. Последний из них, Филиберт Шалонский, умер в 1530 г., не оставив потомства; через его сестру, бывшую замужем за графом Нассауским, княжество О. перешло к дому Нассау, в его Дилленбургской линии. Княжеский титул остался за этим домом, фактическое же обладание княжеством то отнималось у него, то вновь ему возвращалось. После смерти бездетного Вильгельма III, в 1702 г., обладание Оранскими владениями, в особенности княжеством О., сделалось предметом долголетнего спора. Главными претендентами были король Фридрих I прусский, основывавшийся на завещании своего деда с материнской стороны, князя Фридриха-Генриха Оранского, и князь Иоганн-Вильгельм - Фризо Нассау-Дицский. Князья Нассау-Зиген также изъявляли притязания на О.; временно все претенденты титуловались князьями Оранскими. Исход спора был тот, что король прусский, несмотря на противоречие других дворов, передал О., по утрехтскому миру 1713 г., Франции. Князь Нассау-Дицский, однако, для себя и для старшего из своих потомков удержал титул принца Оранского, перешедший потом к королю нидерландскому и до настоящего времени носимый старшим сыном короля или наследником престола. Столицей княжества был город Оранж (в нынешнем дпт. Воклюз, в 7 км. от Роны; около 6000 жит.; близ него громадный древний римский театр, вмещающий, на 60 рядах ступеней, около 7000 зрителей). Ср. De la Pise, "Tableau d'histoire de la principaut é d'Orange" (Гаага, 1635); Pontbri ant, "Histoire de la principauté d'Orange" (П., 1891).

Оранский дом

— знаменитый владетельный род, название которого происходит от местности Орании или Оранжа в южной Франции. Родоначальник дома — граф Геральд Адемар (1086—1096), потомство которого по мужской линии вымерло в 1174 г., в лице Рамбо IV. Вторую линию О. основал Бертран де Бо (Beaux), супруг сестры Рамбо IV в 1185 г.; вымерла она в лице князя Раймонда V в 1393 г., после чего дочь последнего князя передала титул своему мужу Иоанну I Шалонскому, основателю третьей линии О. дома, последним представителем которой был Филиберт († в 1530 г.). Четвертая линия ведет свое начало от Рене Нассау-Дилленбургского, передавшего свой титул своему племяннику Вильгельму I. Ср. Орания.

Предыдущая страница Следующая страница