Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Н" (часть 2, Нав - Над)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Н" (часть 2, Нав - Над)

Предыдущая страница Следующая страница

Навозные жуки

— см. Навозники.

Навозохранилище

— см. Гноище.

Навой наборный, ткацкий, сновальный, товарный

— см. Ткацкое производство.

Наволок, в Архангельской губернии

— выдающиеся в море, озеро или реку или возвышающиеся над ними мыс, коса, или вообще крутой берег.

Наволок, наволочный посев

посев наволоком — практикуется только в экстенсивных хозяйствах. При нем семена высеваются прямо по невспаханному жнивью (стерне) и закрываются бороной или ралом. Весьма несовершенный способ посева, требующий к тому же большого расхода семян, чем при паровой пахоте и вообще при вспашке: а именно на 1—2 меры крупных семян и 1/4—1/2 меры мелких. Распространен в наших южных губерниях. См. также Огневая система.

Навпакт

(Ναύπακτος, т. е. "корабельная верфь") — в древности важный торговый порт в западной или Озольской Локриде; в 455 г. до Р. X. отнят афинянами у локрян и заселен беглыми мессенцами. В Пелопоннесскую войну здесь была станция афинского флота, отнятая у них в 405 г., причем мессенцы были изгнаны. В 338 г. этолийцы завладели Н. и удержали его до 191 г., когда, после долгой осады, принуждены были сдать его римлянам. К концу средних веков Н. получил название Лепанто. О дальнейшей его судьбе см. это слово.

Навплий

(Ναύπλιος) — в греческих героических сказаниях царь Евбеи, который, из мести за смерть своего сына Паламеда (см.), повел возвращавшихся из Трои греков по неверным путям, вследствие чего они потерпели крушение.

Навплия

(Ναύπλιον, итал. Napoli di Romania) — город в Королевстве греческом, на Арголидском заливе; арсенал, обширная безопасная гавань; 5459 жителей; один из важнейших портов Греции. Над городом и портом господствует замок Ич-кале (некогда акрополь), а также цитадель Паламиди, лежащая на высоте 215 м на крутых скалах (в древности, вероятно, святилище финикийского Паламеда). Н. была первоначально финикийской колонией; в древности не имела значения, но в средние века, как береговая крепость, сделалась одним из главных пунктов Мореи. После завоевания Константинополя латинами (1204) Н. попала в руки франков, под властью которых, вместе с Аргосом, составила особое герцогство. В 1383 году Н. взята была венецианцами, в 1539 г. — турками; с 1686 по 1715 г. Н. снова принадлежала венецианцам. С октября 1821 г. Н. была осаждена восставшими греками, но лишь в декабре 1822 г. турки сдали город. 30 августа 1823 г. здесь состоялся первый правильный конгресс эллинов. До переселения короля Оттона в Афины (1834) Н. была столицей Греции.

Навратиль

(Иосиф Navrátil) — чешский живописец-пейзажист (1798—1865); учился в пражской академии художеств, много путешествовал по Чехии и первый из чешских художников обратился к простым видам вместо прежних сложных "композиций". Из картин Н. известны: "Горный край", "Водопад в деревне", "Хижины в горах", "Хата" и друг.

Навроцкий, Александр Александрович (малорусский писатель)

— малорусский писатель; род. в 1823 г.; учился в киевском университете; в 1847 г. арестован, одновременно с Костомаровым, Кулишем, Шевченко, и сослан в Вятку, где провел 6 месяцев в тюрьме; позже состоял на службе; в "Основе" (1861 г.) поместил 2 стихотворения. О других его неизданных стихотворениях говорит профессор Н. И. Петров в "Истории украинской литературы XIX столетия" (257—264). В стихотворениях Н. обнаруживается живое сочувствие простому народу.

Н. С—в.

Навроцкий, Александр Александрович (русский писатель)

— русский писатель; род. в 1839 г.; учился во 2 кадетском корпусе и военно-юридической академии, служил по военно-судебному ведомству, с 1891 г. в отставке с чином генерал-лейтенанта. Литературную деятельность начал романом "Семейство Тарских" (М., 1869). В "Вестнике Европы" начала 1870-х гг. напечатал (под псевдонимом Н. А. Вроцкий) ряд стихотворений и драматическую хронику "Царевна Софья". С 1879 по 1882 г. издавал умеренно-консервативный журнал "Русская Речь" (см.), в котором поместил много статей по политическим и общественным вопросам, стихотворения и исторические драмы: "Последняя Русь", "Крещение Литвы" и "Иезуиты в Литве". Стихи, драмы и повести Н. собраны им под заглавием "Картины минувшего" (1881), "Волны жизни" (1894), "Светочи русской земли" (1896) и "Сказания минувшего" (1897). Из произведений Н. широкой известностью пользуется стихотворение "Утес Стеньки Разина".

Навроцкий, Михайло Тимофеевич

(род. в 1825 г.) — ориенталист. Окончил курс в казанском университете, был профессором арабского языка в спб. университете. Составил первую на русском языке арабскую грамматику ("Опыт грамматики арабского языка", СПб., 1867).

Навроцкий, Михайло Тимофеевич (дополнение к статье)

— ориенталист; умер в 1871 г.

Навроцкий, Феликс Феликсович

— профессор физиологии варшавского университета, доктор медицины бреславльского университета, потом спб. медико-хирургическая академия признала его в той же степени по защите диссертации, в 1870 г.: "О влиянии давления крови на центр блуждающих нервов". На службе с 1867 г., ординарный профессор с 1881 г. Работы его: "О влиянии нервов на отправление брюшных желез" ("Прот. I съезда русских естествоиспытателей и врачей", 1867 г.), " О влиянии нервов на сокращение сердца" ("Прот. II съезда русских естествоиспытателей и врачей", 1869 г.), "О влиянии спинного мозга на сердце" ("Варшавские Университетские Известия", 1870), "О действии мускарина" ("Врачебные Ведомости", 1870), "О потовых нервах головы" ("Медицинское Обозрение", 1881, XV), "Электрод коммутатор" ("Русская Медицина", 1884 г.). Кроме того, редактировал работы физиологической лаборатории варшавского университета за 1870, 1873, 1874, 1888 гг. (7 вып.).

Навтии

(Nautii) — римский патрицианский род, по преданию, троянского (вероятнее — этрусского) происхождения. К нему принадлежали: 1) Спурий H., в 493 г. до Р. Х. примиривший старших сенаторов с младшими и добившийся подчинения последних первым; он был консулом во время похода Кориолана на Рим в 488 г. и своей нерешительностью содействовал жалкому положению города во время этой войны. 2) Гай Н. Рутил, консул 475 и 458 г. до Р. Х.: помогал латинам и герникам в войну с вольсками и эквами, опустошил область сабинов и победил их при Эретуме. 3) Спурий Н. в 293 г. успешно сражался с самнитами. Со второй половины III в. до Р. Х. Н. более не упоминаются.

Навуфей

— см. Иезавель.

Навуходоносор

(Nabu-kudur-usur = Набу! защити корону!) — имя вавилонских царей. Навуходоносор I (около 1150 г.) — современник ассирийского Ассурришеши, с которым воевал и, кажется, неудачно; пытался покорить луллумеев, ходил, кажется, на Запад и успешно воевал с Эламом. Сохранилась дарственная его запись в пользу жрецов, перебежавших из Элама (им жалуется земля), а также интересная грамота, освобождающая от повинностей и постоя и дающая самоуправление области Намар, глава которой, Ритти-Мардук, отличился на войне. Подписавшиеся на грамоте чиновники носят исключительно семитические имена; царь, по-видимому, начал собой семитическую династию и называет себя "ограбившим касситов" (см.). Некоторые хотят видеть его изображение на одной из пограничных стел; тип его признают не чисто семитическим. Надписи его изд. в "Corpus" Раулинсона (V, 55) и Smith, "Assyrian letters" (IV, VIII), а транскрипция их и перевод — Peiser, в "Keilinschr. Bibliothek" (III, I, 164). Навуходоносор II — знаменитый вавилонский царь (605—562), сын Набополассара (см.). В оставленных им многочисленных надписях он лишь изредка и слегка касается военных подвигов, о которых сообщают Библия и классики. Его походы были все направлены к одной цели — укреплению новорожденного государства, в границах прежней Ассирии. Для этой цели было необходимо прогнать из Сирии вторгнувшихся туда египтян. Поражение Нехао при Кархемите (6 05) решило судьбу Азии, отдав ее в руки Вавилона до "потока Египетского" (600 г.; подробнее см. Евреи). В вавилонском войске были и греки, между прочим, брат поэта Алкея. Новые попытки египтян возобновить активную политику в Сирии, путем составления коалиции местных царьков, повлекли за собой разрушение Иерусалима и храма, вавилонский плен (587) и опустошительный поход самого Н. в Египет, до нубийской границы (568). Египетские памятники (надписи Неса-Гора в Лувре) сообщают, будто он в конце концов был разбит; во всяком случае, Египет не был покорен. То же самое следует сказать и относительно Тира, которого H. не удалось взять, несмотря на продолжительную осаду, и с которым ему пришлось заключить договор. Вместе с Сиэннесием Киликийским H. был третейским судьей в споре между Астиагом и Алиаттом (585). Гораздо подробнее рассказывают источники о мирных деяниях H. Вавилон обязан ему своим восстановлением в качестве столицы мира. Он закончил начатые отцом укрепления и превратил город в неприступную крепость, выстроив с восточной стороны огромную стену из асфальта и кирпича, выкопав ров и громадный водоем. Особенно Н. хвалится своими постройками в храмах Эсагиле и Эзиде, постоянно называя себя "восстановителем" этих главных национальных святилищ. Кроме Вавилона, который Н. особенно любил и в котором постоянно жил, он не забывал и других городов: Борсиппы, Ура, Сиппара, Куты, Эреха, Дильбата и др., реставрировал в них храмы, возводил укрепления, как о том повествуют найденные в тех местах надписи. Он выстроил новый царский дворец, более соответствовавший величию монархии. Завоевателем по призванию и ремеслу Н. не был: все его войны были делом необходимости и самосохранения; точно так же не слышно о таких страшных жестокостях с его стороны, какими запятнали себя ассирийские цари. Прекрасные молитвы, обращенные им к Мардуку, носят совершенно монотеистически-библейский колорит. Однако роль разрушителя "града Божия" и храма была причиной того, что имя его долго было предметом ужаса и даже отвращения. У пророков (Исаия, 14; Даниил, 4) он — олицетворение доходящего до самообожания самомнения, бич Божий, "полагающий вселенную всю пусту". Этот взгляд на Н. перешел и в литературы последующих поколений. Надписи времен Н. собраны и изданы Штрассмайром в коллекции: "Babylonische Te x te" (вып. 5—6); перевод на немецкий язык в "Keilinchr. Bibliothek" (III, 2, 10—71).

Б. T.

Навье, в мифологии

навы — древние мифические существа, насылавшие смерть; кроме того, слово Н. означает мертвеца. Нава у славян означало еще лодку и могилу, что указывает на древний обряд похорон в ладье. В древних текстах Ветхого Завета и в повести о Петре и Февронии слово Н. употребляется в значении могилы. В некоторых местах Болгарии навы удержали древнее значение духов болезни и смерти. В Македонии нави — мифические существа, мучащие женщин при родах.

См. профессор Соболевский в "Русском Филологическом Вестнике" (1890) и ст. профессора Матова, "Верзиулово коло и навите" (в "Болгарском Прегледе", 1895, кн. 9—10).

Н. С—в.

Навье, Луи-Мари-Генрих

— один из основателей современной инженерной науки (1785—1836). Оставшись сиротой, воспитан своим дядей, инженером Готеем (Gauthey), который поместил его в политехническую школу. По выходе из школы Н. издал в 1813 г., со своими добавлениями, "Трактат о мостах и каналах", оставленный в рукописи его дядей Готеем, "Науку инженера" Белидора и первый том его же "Гидравлической архитектуры". С 1819 г. Н. профессор практической механики в школе дорог и мостов, с 1824 г. академик, с 1830 г. профессор анализа и механики в политехнической школе. Его курсы прикладной механики и анализа долго служили учебниками; напечатал еще статьи по механике, гидравлике и теории упругости, построил несколько больших мостов и ввел во Франции английские цепные мосты.

В. Л.

Навьер

(Шарль де Navi è res) — французский поэт (1544—1616). Потомок захудавшей родовитой семьи, протестант по вероисповеданию, Н. окончил образование в Париже и состоял на службе сначала у принца Оранского, затем у герцога Бульонского; в 1606 г. поднес Генриху IV написанную в честь его поэму "Henriade". Поэт-неудачник, бессильный совладать с рифмой, Н. создавал произведения тяжеловесные и грубые. "Генриада", за смертью короля, напечатана не была; большая часть песней ее, сохранявшихся в рукописи, пропала бесследно. Из напечатанных произведений Н. сравнительно выдаются "Cantique de la paix" (П., 1579), "La Renomm ée, poé me historial en cinq chants" (П., 1571), "Les Cantiques Saints, mis en vers fran ç ais" (Антверпен, 1579), "Les Douze heures du jour artificiel" (Седан, 1595), "L'Heureuse entr é e au ciel du feu roi Henri le Grand" (П., 1610). Ср. Eng. et Em. Hoag, "La France protestante" (1846—59).

B. Ш.

Навязчивые идеи

— такие представления или мысли, которые появляются в сознании и настойчиво удерживаются в нем против желания субъекта. Они не только мешают свободному течению мыслей, но влияют также на волевую деятельность. Например, довольно распространенный вид Н. идей заключается в побуждении сосчитывать предметы, находящиеся перед глазами — число окон в доме, число томов в книжном шкафу и т. п., причем считающий сознает, что это ненужно и ему неприятно. Подобный вид Н. идей удачно назван императивными (по-французски — obsession). В других случаях эти идеи имеют отвлеченный характер, заключаясь, например, в постоянном влечении задумываться над причиной явлений: субъект относительно всего, что он слышит, читает или видит, задает себе вопрос — почему? и не может отделаться от этого неотвязчивого вопроса, несмотря на то что сознает его праздность. Для этого вида существует специальный термин "Gr ü belsucht", приблизительно соответствующий выражению "влечение к мудрствованию". H. идеи иногда сопряжены с чувством страха. Сюда относится, например, боязнь дотрагиваться до предмета под влиянием мысли, что он нечист; в зависимости от этого страха больной старается по возможности обходиться без дотрагивания к ручке двери, к мебели и т. п., а если это случилось, старается немедленно вымыть себе руки, хотя бы множество раз вдень, и чувствует себя расстроенным. Другой пример — волнение при виде острого предмета, ножа, иголки и т. п., вследствие непреодолимого влечения взять его в руки и вколоть в кого-нибудь и страха причинить этим кому-нибудь вред. Сюда же относится непреодолимый страх при виде большой площади или широкой улицы, лишающий совершенно возможности пройти через нее (местобоязнь). Особый вид Н. идей, сопряженных со страхом, был выделен под названием "ономатомании" (мании имен): субъект боится слышать известные слова, иногда самые безразличные по значению, потому что ему кажется, что тогда с ним случится несчастие; или он чувствует непреодолимое влечение повторять вслух известные слова, иногда неприличные, и т. п. Таким образом Н. идеи обнимают собой весьма обширный ряд психических явлений, причем в одних случаях они ограничиваются исключительно субъективным нарушением мышления, заставляя человека против его желания думать о чем-нибудь, в других же сопровождаются чувственной реакций, преимущественно в виде боязни и волнения, в-третьих, наконец, отражаются на поступках. Иной раз и уголовные преступления совершаются под влиянием Н. идеи, сопряженной с непреодолимым импульсом. Помимо этого различия Н. идей, обусловленного тем, насколько они затрагивают сферу чувствований и воли, значение их бывает неодинаково также смотря по тому, страдает ли одержимый ими субъект душевным расстройством, независимо от них, или нет. Н. идеи встречаются временно у людей, совершенно свободных от душевного расстройства, преимущественно под влиянием утомления. Таков, например, случай, когда боязливый человек, улегшись спать, много раз встает под влиянием мысли, что не запер двери как следует. Но те виды Н. идей, которые сопровождаются боязнью, волнением и непреодолимыми импульсами, уже составляют нарушение психического здоровья, и если они ведут к преступлению, то таковое не может вменяться в вину. Новейшие исследования, в особенности произведенные французскими психиатрами, выяснили, что подобные тяжелые формы Н. идей преимущественно свойственны вырожденным субъектам с неуравновешенной нервной системой и различными физическими признаками антропологической дегенерации. Кроме того, вообще, всевозможные виды Н. идей встречаются наравне с бредовыми идеями и обманами чувств в различных формах помешательства.

П. Розенбах.

Нага, в мифологии

(санскр. naga — змея, в особенности очковая) — 1) мифическое индийское полубожество, имеющее человечью голову (иногда три головы или девять), а туловище и расширенную шею очковой змеи. Все индуистские секты и почти все неарийские племена в Индии почитают его изображение. В этом мифологическом образе сказалась опасность, которой угрожает в Индии укушение змей. Местом особого змеиного культа является город Баттиса-Шарален, где в день праздника Н.-панчами (см.) ловится известное количество змей (наз. нагакули). Их держат в глиняных горшках или бамбуковых корзинах, кормят молоком и другой пищей и воздают им такие же почести, как и змеиным идолам. На другой день после праздника их относят в джунгли и выпускают на свободу. По индусским преданиям, число змей-богов доходит до 1000; начало свое они ведут от Кадру, жены мудреца Кашьяпы (см.). Эти Н. населяли подземное царство Патала; гандхарвы (см.) отняли его у них, но Н. опять вернули его себе при помощи своей сестры, реки Нармады (ныне Нербудда). 2) Имя Н. носил исторический народ, оставивший по себе память, между прочим, в современном географическом названии Нагпур (см.). Судя по всему, это был народ не арийского происхождения и, может быть, имел какое-нибудь отношение к современным Н. (см.). Это же имя носят горы, а также и одно из семи подразделений древнего царства Бхаратаварша, т. е. Индии — Н.-двипа.

С. Б—ч.

Нага, индийские племена

— группа племен, обитающих в горах Ассама, к югу от реки Брахмапутры. Число племен Н. доходит до 40 — 50. Все они ведут независимый образ жизни и принадлежат к ассамской группе тибето-бирманской семьи народов и языков. Бутлер, погибший среди них, определяет границей Н. на З — р. Копили, на В — р. Бари-Дихинг (между 93° и 96° в. д.). На С они живут до низких холмов, окаймляющих Брахмапутру, между 23° и 27° с. ш. Южная граница их территории недостаточно изучена. Все народонаселение в конце 70-х гг. простиралось до 300 тысяч. Религия Н. — языческая. Мертвых своих они погребают около своих хижин. Туземное управление имеет чисто демократический характер. Н. не употребляют в пищу молока; рогатый скот держится у них только для жертвоприношений и пиров, но не для возделывания земли. Мясо употребляют всякое; особенно лакомым считают слоновье, не брезгуют даже и тигровым. Дома их остроконечной формы, в одну или две комнаты; свиньи, куры, женщины и дети помещаются вместе; тут же хранится и зерновой хлеб. В одном из углов — корыто, наполненное чем-то вроде пива из риса. Все холостые мужчины деревни помещаются до женитьбы в особом большом строении, под наблюдением надзирателя. В аналогичных условиях живут и девушки, до замужества. Молодые люди и девушки едят со своими родными, работают с ними днем, но к ночи удаляются в свои общие помещения, дортуары. Сношения между ними днем ничем не стеснены: они могут беспрепятственно выбирать друг друга и вступать в брак, с согласия родителей. Убийство и прелюбодеяние караются смертью.

См. Buttler, "Travels and Adventures in Assam"; Dalton, "Descript. Ethnology of Bengal" (1872; Калькутта); Latham, "Descr. Ethnology" (Л., 1859); Hodgson (в "Journ. of Beng. Asiat. Soc.", 1865, № 6); Butler (т. же, 1875—76); Robinson (т. же, 1859); Peet (т. же, 1871). Грамматику со словарем одного из Н. наречий, группы кхари (см.), дал Witer ("Outl. gramm. of the Lh ôtâ Nâgâ -lang.", 1888, Калькутта); словари у Дальтона, Бэтлера, Робинзона, Пита.

C. Б — ч.

Нага, секта в Индии

(от санскр. nag à s, голый) — название одной из шиваитских нищенствующих сект в Индии, члены которой дают обет ходить голыми. Прежде Н. ходили вооруженными и поступали в службу к индусским князьям. Нередко между ними и другими сектантами происходили кровопролитные побоища: в Гардваре, в 1790 г., было убито, напр., до 18000 чел. Они помогали известному вождю маграттов Синдхье. В настоящее время их уже немного. Это имя носят шиваиты Саньяси, а также одно из подразделении секты Даду-Пантхи и секта госайнов (последние — потому, что совершают свои омовения в обнаженном виде).

С. Бч.

Нага-лока

(санскр. n â ga-loka = царство змей) — в индийской мифологии подземное царство змеиных богов.

Нага-панчами

— змеиный праздник у индусов в Британской Индии. Его празднуют на пятый (панча = пять) день первой, или светлой, половины лунного месяца Шравана, отвечающего обыкновенно нашим августу и сентябрю. Каждая семья рано поутру приносит глиняное изображение змеи или рисует пять, семь, девять змей, при помощи сандальных опилок. Если в деревне есть храм, посвященный богу Нага, то все идут туда. Особенно развит этот культ змей на юге Индии, в области Канара; он связан также с культом линги (см.).

С. Б — ч.

Нагавская

— казачья станица 2-го Донского округа Области Войска Донского, в 65 вер. от окружной станицы, при реке Дон. Дворов 212, жителей 1610. Церковь, одноклассное училище; ярмарка, торгующая на 50000 руб. Первоначальное название станицы — "Нагавкин городок".

Нагаев

(Алексей Иванович) — адмирал, автор гидрографических и картографических работ (1704—1781). Воспитанник Морской академии (1715—21), потом преподаватель ее, Н. в 1730 г. ездил в Астрахань, для описания Каспийского моря, и в 1739 г. — в Ревель. В 1745 г. составил карту Камчатского моря и американского берега, а также карту нижнего Амура. Последняя еще недавно считалась одной из лучших. Целых 6 лет Н. посвятил затем составлению карты Балтийского моря. Позже был директором Морского шляхетского кадетского корпуса, членом адмиралтейств- коллегии, главным командиром Кронштадтского порта. Составил еще карту Ладожского озера, карту Оки, карту устья р. Колыми и Медвежьих остров и др. Из печатных его трудов известна "Лоция, или морской путеводитель, содержащая в себе описание фарватеров и входов в порты: в Финском заливе, Балтийском море, Зунде и Скагераке находящихся" (СПб., 1789). Он много работал и для книги Берха: "Собрание писем Петра Вел.".

Ср. В. Берх, "Жизнеописание А. И. Нагаева" (СПб., 1831) и "Общий морской список" (т. I).

В. Р — в.

Нагаевы

— дворянский род татарского происхождения, восходящий к XVI в. О Алексее Ивановиче Н. — см. соотв. статью. Род Н. внесен в VI часть родословной книги Московской губернии.

Нагаи

нагайцы (ногайцы) — так называлось татарское население южно-русских степей, получившее будто бы это название от известного темника Ногая (см.). Их разделяли у нас на Больших, живших на В от реки Волги, и Малых — на З от нее. Большие Н. — это потомки татар Золотой орды, вместе с покоренными ими тюркскими народами. Малые Н. из приазовского края были вытеснены нашими казаками далее на З, где разделились на несколько орд, подчинявшихся крымским ханам, а через них — турецким султанам: буджакская орда (от Днепровского лимана по берегу Черного моря к устьям Дуная, т. е. от Аккермана до Измаила), едисанская (в Очаковской области), джамбуйлукская и едичкульская (в северных уездах нынешней Таврической губ. и отчасти в Екатеринославской), азовская (в бывшем Таганрогском градоначальстве) и кубанская (в бывшем Черноморском округ). Большие Н. вступили в русское подданство еще при Иоанне Грозном, причем сравнительно надолго сохранили своих ханов, как подручников Белого царя. Русское влияние на Малых Н. началось лишь во второй половине XVIII ст. По мысли гр. Панина, командовавшего нашей армией в Новороссийской губ. и Очаковской области, начались в 1769 г. попытки привлечь Н. на сторону России; в 1770 г. изъявили готовность принять русское подданство орды едисанская и буджацкая, часть которых (11794 д.) вслед за тем были водворены, для временного кочевания, в степях от р. Каменки до г. Азова, т. е. на прежних их землях. Так как война с Турцией тогда же возобновилась, то из предосторожности Н. были переведены в степи между Доном и Кубанью. Там они оставались до 1783 г., когда их решили, вопреки обещанию, еще раз перевести в новые места, далее на С, в приуральские степи, в кочевья киргизов и калмыков. Узнав об этом, Н. разом собрали свои кибитки и бежали на Кавказ. Потемкин поспешил успокоить их и вернуть их в Россию. При помощи влиятельного мурзы Баязет-бея удалось, в 1784 г., возвратить в ейские степи до 1000 семейств беглецов, а потом, до 1790 г., вернулось еще до 2000 семейств. В 1790 г. Потемкин, опасаясь присоединения Н. к туркам, с которыми тогда произошли у нас столкновения на Кавказе, перевел едисанскую орду частью к туркменам, а Н., кочевавших в низовьях р. Кумы по Каспийскому морю — частью на левый берег Молочных вод, где им достался обширный треугольник, образуемый устьем р. Берды, оз. Молочным и верховьем р. Токмак. Здесь число Н. постепенно увеличивалось — между прочим, выселенцами из Анапы и из Кизлярской степи. В начале XIX ст. числилось в едисанской орде 4655 мжч. (26 аулов), в джамбуйлукской 1922 мжч. (11 аулов), в едичкульской 1188 мжч. (6 аулов). В 1806 г., во время войны с Турцией, бывшая еще под ее властью буджацкая орда, среди которой находились и едисанцы и джамбуйлуки, изъявила покорность России и переселилась к своим единоплеменникам. В 1807 г. состоялся переход их из-за Днестра на Новороссийскую сторону; всего перешло тогда в Таврическую губ. 6404 души обоего пола. В 1801 г. имп. Павел I разрешил Н. нести конную военную службу, причем они вызывались содержать за свой счет 1000 чел. Это продолжалось только до 1804 г.; регулярная служба оказалась несвойственной натуре Н. В конце XVIII ст. стали приниматься меры к обращению Н. к земледелию; администрация раздавала им хлебные семена и старалась, согласно предписанию Екатерины, убеждать "примером кротости"; но, когда приставом нагайских орд был назначен французский эмигрант граф де Мезон, он, чтобы обратить весь народ к земледелию, сжег все их кибитки. При устье реки Обыточной был основан, в 1821 г., в 3 в. от моря, город Ногайск, где заведены были плантации: лесная и садовая. Хотя город получил значительные льготы, но развиваться не мог, так как место для него было выбрано неудачно: по мелководью здесь моря нельзя было построить пристань, а речка летом пересыхала. Требовалось избрать новый пункт, вследствие чего в 1830 г. был заложен, на устье р. Берды, г. Бердянск. По бухарестскому трактату было постановлено, что татары едисанской орды, перешедшие в Россию из Бесарабии, могут, если пожелают, возвратиться в пределы Отоманской империи; на этом основании 1892 кибитки буджаков и едисанцев в 1812 г. вернулись в Турцию. После крымской войны началось переселение Н. в Турцию. Полагают, что к 60-м годам их ушло 180000 душ. Причины выселения неизвестны; вероятно, ему способствовали действия местной администрации. Остальные Н. ушли из России в Турцию после восточной войны и были турецким правительством поселены в. Малой Азии. Теперь не осталось у нас ни одного Н. в северных уездах Таврической губ.

Н. В.

Нагайка

или ногайка — первоначально плеть нагайских татар, от которых ее заимствовали запорожские и прочие казаки.

Нагалека-бальдживанлу

— название индусской секты, почитающей Шиву, олицетворенного в виде очковой змеи.

Наган

(Nagant) — оружейный фабрикант в Люттихе. По имени его называется ружье со скользящим затвором и срединным магазином.

Нагарро

(Бартоломе де Торрес Naharro) — основатель испанского театра; жил в конце XV и в начале XVI в., принял духовное звание, был пленником в Алжире. Его 8 комедий, изданных одновременно с его лирическими и эпическими стихотворениями, под заглав. "Propaladia" (Неаполь, 1517; Севилья, 1520 и т. д.), принадлежат к первым зачаткам испанской драмы. Они все составлены в редондильях, в 5 действиях ("jornadas"), иногда с ловкими завязками; написаны языком чистым и плавным. Лучшие из них — "Soldadesca" и "Tinelaria". Из-за сатирических выходок против папского двора "Propaladia" была запрещена инквизицией; большая часть экземпляров была уничтожена, затем предпринято очищенное издание (Мадр., 1573). "Teatro espa ñ ol" Bohl Faber'a содержит отрывки из Н. (Гамбург, 1832); его "Himenea" вошла в "Tesoro del teatro espa ñ ol" (П., 1838) и в "Bibliotheca de autores espa ñ oles" (т. II). Критическое издание всей "Propaladia" дал M. Canete (Мадр., 1880), в "Libros de anta ño".

Нагарэт

— абиссинский ударный инструмент; род литавры, по которой бьют длинной согнутой палкой.

Нагасаки

— окружной город в Японии, в глубине обширной и глубокой бухты, на западном берегу острова Киу-сиу. До 63000 жителей. Пo оборотам своей внешней торговли он занимает в Японии третье место, но, вследствие отсутствия хороших дорог, его торговля с внутренними частями острова ничтожна. Небольшая горсть португальцев, случайно попавшая сюда в 1570 г., сумела оценить все выгоды этого порта и вскоре добилась его открытия для европейцев, которым даже предоставлено было право основать поселение на близлежащем о-ве Десима. Семь лет спустя португальцы были изгнаны из Н.; их место заняли вскоре голландцы, учредившие здесь консульство. Вслед за голландцами явились сюда китайцы, так что уже в начале XVII в. в Н. образовалась значительная колония иноземцев. Из Н. новые идеи, технические знания, наука (в особенности — медицина), занесенные сюда европейцами, распространялись по всей Японии. В настоящее время Н., особенно зимой, часто посещается русскими военными судами; русский язык здесь очень распространен, а еще более — в д. Инаса, против Н., где находится русский морской госпиталь.

Ввоз иностранных товаров в Н. в 1894 г. достиг 5413748 иен, что составило 1/21 часть общего ввоза в Японию. Увеличение его вызывается отчасти развитием хлопчатобумажного производства, вызвавшего усиленный ввоз хлопка и машин, а главным образом неурожаями, потребовавшими усиленного ввоза хлеба. Хлопок ввозится не для Н. и ближайших окрестностей, а идет далее, в порты внутреннего моря и др. места, где быстро развивается хлопчатобумажная промышленность. Туда же отправлены и прядильные машины, которых в 1894 г. ввезено в Н. на 270000 иен. Ввоз иностранной, преимущественно английской, хлопчатобумажной мануфактуры падает. Привоз в Н. русского керосина увеличивается (с 1871 иены в 1888 г. до 121844 иен в 1894 г.).

Вывоз товаров из Н. за последние три года постепенно понижался, отчасти потому, что Н. постепенно утрачивал значение единственного вывозного пункта всего о-ва Киу-Сиу, а отчасти вследствие сокращения отпуска каменного угля (с 2296178 иен в 1888 г. до 1262145 иен в 1894 г.). Общая ценность вывоза из Н. за 1894 г. — 3558711 иен. Другие статьи вывоза из Н. в 1894 г.: хлеб и провизия — на 1343472 иены, каракатица — на 365000 иен, сушеные устрицы — на 91000 иен, акуловые плавники — на 48500 иен, трепанги — на 60000 иен. Вывоз камфары вследствие истребления камфорных лесов, быстро падает (вместо 238570 иен в 1890 г. — 1 6 54 иены в 1894 г.). Фарфоровой глины вывозится в среднем на 61 тыс. иен ежегодно, строевого и поделочного леса — на 75 тыс. иен, грибов и хлопчатобумажных изделий — на 100 тыс. иен, древесного угля — на 65000 иен.

Г. Грум-Гржимайло.

Нагассаран

— род флейты, сопровождающей танцы и пение баядерок.

Нагеби

(по-русски — городище) — остатки бывшего грузинского города Рустави или Бостан Калаки, Тифлисской губернии и уезда, на берегу реки Куры. Рустави основан, по преданию, Картлосом; с середины V столетия до 1260 г. здесь была епископия, перенесенная, после разрушения города персами, в Марткоб. Царь Ираклий в XVI столетии вновь отстроил город, но в 1711 г. Вахтанг VI снова разрушил его, после чего он уже не возобновлялся.

Нагель, Альбрехт Эдуард

(Nagel, 1833—1885) — клиницист, профессор глазных болезней в Тюбингене. Известен работой "Das Sehen mit zwei Augen" (Лейпциг, 1861). Стал первый применять стрихнинные вспрыскивания как лечебное средство при страдании зрительных нервов. Написал еще: "Die Refraktions- und Akkommodationsanomalien des Auges" (Тюбинген, 1866; русский перевод под ред. В. Добровольского); "Behandlung der Amaurosen und Amblyopien mit Strychnin" (Тюбинген, 1871), "Die Anomalien der Refraktion und Akkommodation des Auges" (в "Handbuch der gesamten Augenheilkunde" Грефе и Земиша, Лейпциг, 1880), "Die Vorbildung zum medizinischen Studium und die Frage der Schulreform" (Тюбинген, 1890). H. редактировал с 1871 по 78 г. основанный им "Jahresbericht über Leistungen und Fortschritte im Gebiet der Ophthalmologie" и с 1882 г. издавал: "Mitteilungen aus der ophthalmiatrischen Klinik in Tübingen".

Нагель, в столярном деле

— см. Столярное дело.

Нагель, Юлий

— композитор, виолончелист (1837—1892); род. в Готе; преподавал игру на фортепиано в СПб. Александровском лицее. Много сочинял для фортепиано, пения и оркестра. Состоял много лет деятельным сотрудником "Нувеллиста". Его оперы — "Транелло" (написана для готского придв. театра) и "Ясновидящая". Инструментовку последней Н. успел довести только до половины. Его произведения отличаются мелодичностью.

Нагельфлю

(Nagelfluh) — конгломерат, состоящий из округленных обломков, главным образом, юрских известняков и песчаников. Н. имеет большое распространение в третичной системе (так назыв. "молассах") северных и северо-восточных Альп, известен также на горе Rigi (около Люцерна).

Наги

(венгер. Nagy — большой, произносится Надь) — составная часть многих географических имен. См. слова с приставкой Надь-.

Нагиe

— дворянский род, восходящий, по сказаниям древних родословцев, к ХIII в. Семен Григорьевич, по прозвищу Нага, выехал в 1495 г. из Твери в Москву и был боярином у великого князя Иоанна III. Сын его Иван был боярином, а внук Михаил († в 1525 г.) и один из правнуков Федор Немой († в 1558 г.) — ловчими московского пути. В XVI и начале XVII в. девять Н. были боярами; об одном из них, Михаиле Федоровиче, см. соотв. статью. Евдокия Александровна Н. († в 1557 г.) была женой князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Иоанна Грозного, а ее двоюродная племянница Мария Федоровна († в 1612 г.) — седьмой женой Грозного и матерью царевича Димитрия. Род Н. пресекся в 1650 г. со смертью стольника Василия Ивановича Н.

Нагиагит

(листоватая руда, листоватый теллур) — редкий минерал непостоянного состава, главным образом золотосодержащий теллуристый свинец (15—32 Те, 3—10 S, 54—61 Pb, 9—13 Au, также некоторое количество Sb, Ag, Cu и т. д.). Твердость = l,5—2. Удельный вес = 6,85—7,20. Образует свинцовосерые прямоугольные металлические пластинки со спайностью по одному направлению, ромбической системы. Вместе с сильванитом (письменной рудой) служат единственными золотыми рудами. Встречается в Nagy á g (Трансильвания) и Offenb ánya.

Нагиба

(Иван) — казак, один из замечательных сибирских "землепроходцев" XVII в. Около 1650 г. Хабаров отправился из Якутска со значительным отрядом казаков для исследования Амура. Более полутора года о нем не было никаких известий. Тогда для розысков его отправился, также из Якутска, Н., с отрядом в 30 чел. казаков. Дойдя до Амура и разойдясь с Хабаровым, он построил несколько стругов, спустился вниз по Амуру и, несмотря на противодействие даурцев и в особенности гиляков, добрался до устья реки. Во время плавания по Амуру Н. делал его описание. Выйдя в море и отразив нападение гиляков на его тяжелые струги, Н. потерпел крушение от бури. Выкинутый ею на берег, он с частью своих товарищей с большим трудом добрался до "Камня" (Становых гор), у устья какой-то речки провел осень, и только в 1653 г. по Лене возвратился в Якутск.

В. Р — в.

Нагины

(в старину Ногины) — дворянский род, восходящий к началу XVI века. Иван Васильевич Н. был воеводой в Изборске (1619—20). Этот род внесен во II часть родословной книги Псковской губернии.

Наглер, Георг Каспар

(Nagler, 1801—1866) — немецкий писатель по части изящных искусств. Получив образование в Мюнхенском университете, был потом книгопродавцем и антикварием в Мюнхене и сделался известен как составитель обширного и чрезвычайно полезного в свое время биографического словаря художников ("Neues allgemeines Kunstlerlexicon", Мюнхен, 1835—52, в 22 тт.) и указателя их монограмм ("Die Monogrammisten", в 5 тт., из которых три первые изданы самим Н. в Мюнхене, в 1858—63 гг., 4-й т. Андерсеном, в 1864 и след. годах, а 5-й Клауссом, в 1876—80 гг.). Так как Наглеровский словарь художников изобилует погрешностями и со времени своего появления в свет значительно устарел, то Ю. Мейер предпринял издать его снова, в исправленном, дополненном и совершенно переработанном виде; но этот труд был доведен только до фамилии Bezzuoli (3 т., Лпц., 1870—85).

А. С—в.

Наглер, Карл Фердинанд Фридрих

(von Nagler, 1770—1846) — прусский государственный деятель. В звании генерал-почтмейстера положил начало современному устройству почтового дела в Пруссии. С 1824 по 35 г. был прусским посланником во франкфуртском союзном сейме, затем снова генерал-почтмейстером. Его "Briefe au einem Staatsbeamten" (Кельхнеру) изданы в Лпц. (1869).

Нагнет

(ветер.) — происходит от неравномерного давления разной упряжи на холку, спину или плечо лошадей. Причиной этой болезни чаще всего служит дурно пригнанный хомут или слабое подтягивание седла подпругой. Повреждение обнаруживается в виде горячей и очень болезненной опухоли, до которой животное не дозволяет дотрагиваться. При сильном Н. может образоваться нарыв, который вскрывается наружу или прокладывает себе глубокий путь, достигающий до мышц и костей, причем гной затекает иногда в грудную полость или проникает даже до спинного мозга. В некоторых случаях при Н. происходит омертвение кожи (ожог), которая, отпадая, обнаруживает язву, легко, впрочем, заживающую, если применять дезинфекционные средства (1 часть карболовой кислоты на 50 ч. воды). При лечении Н. прежде всего нужно устранить давление. Затем показавшуюся опухоль натирают водкой или прикладывают к ней холодные примочки. Если же болезнь затягивается и замечают начало образования нарыва (мягкое зыблющееся возвышение под кожей), то делают горячие припарки из сенной трухи. Созревший нарыв вскрывают, дают выделиться гною и тщательно дезинфецируют рану. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы гной мог легко вытекать наружу, иначе могут образоваться так наз. свищи (фистулы), лечение которых затягивается на продолжительное время. На поврежденных Н. местах вырастает шерсть или прежней масти, или белая, а иногда остается навсегда голая, бесшерстная кожа. У волов Н. наблюдаются выше холки, вследствие трения острым краем ярма. Они могут ограничиться стиранием кожи, и тогда болезнь проходит быстро, если животное освобождено от работы, при применении свинцовой примочки (на 2 бутылки воды 7 зол. свинцового уксуса и 14 ч. камфарного спирта). Лечение нарывов такое же как и у лошадей.

Г. К.

Нагноение

— Н. называется особая форма воспаления, отличающаяся от других форм 1) обильным выделением из сосудов белых кровяных телец, образующих гной (см.); 2) неспособностью воспалительного выпота к свертыванию и 3) разрушением или разжижением самой ткани, подвергающейся нагноению. Н. — процесс почти всегда обусловленный бактериями, хотя не подлежит сомнению, что при известных искусственных условиях можно экспериментально вызвать Н. и без бактерий некоторыми сильно раздражающими химическими веществами (кротоновое масло, аммиак, ртуть, скипидар и др.); в действительности, эти условия редко имеют место, и в громадном большинстве случаев Н. зависит от действия так наз. гноеродных бактерий. Среди последних главное место занимают так наз. гноеродный стафилококк (Staphylococcus pyogenes) и цепочечный кокк (S treptococcus pyogenes). Kpoме этих микробов, однако, и многие другие обладают способностью вызывать Н. Способность эта, по всей вероятности, зависит от выработки бактериями особых раздражающих химических веществ (гноеродных токсинов), хотя по мнению некоторых исследователей (Buchner, Romer и др.) гноеродные вещества не суть продукт бактерий, а заключаются в самом веществе их и освобождаются при отмирании и разрушении отдельных бактериальных клеток. Если Н. распространяется на обширные участки подкожной соединительной ткани, то это называется флегмонозным воспалением, или просто флегмоной. Если Н. сопровождается образованием в ткани полости, наполненной гноем, то такая полость называется абсцессом, или нарывом. Н. слизистых оболочек называется гнойным катаром . Н. плевры носит название эмпиемы.

А. Лн.

Нагой, Афанасий Федорович

— окольничий и русский посол в Крыму в 1563—1572 г. Он известил Иоанна IV о намерении Девлет-Гирея отнять у нас Астрахань и затем о новых вооружениях крымцев против Москвы, за что был посажен под караул, но скоро освобожден, обменянный на одного крымского вельможу.

Нагой, Михаил Федорович

— боярин и воевода, родной брат царицы Марии Федоровны. Вместе с ней он был в 1584 г. отправлен на житье в Углич; в 1591 г. за "небрежение" царевича и за самовольную расправу с его убийцами заключен в темницу. При появлении Лжедимитрия Н. признал его своим родственником, за что получил свободу и звание великого конюшего. При Василии Шуйском Н., в 1606 г., участвовал в неудачной битве против Болотникова и Ляпунова при с. Троицком, близ Москвы; в следующем году ему, вместе с боярином Иваном Никитичем Романовым, удалось рассеять на берегах р. Вырли, близ Белева, отряд Масальского, а в 1608 г. — отразить тушинцев, осаждавших Москву. Умер Н. в 1 612 г.

В. Р — в.

Нагой-кошки

— гора в Майкопском отделе Кубанской области, в истоках реки Белой. Имеет высоту в 6847 фт. и составляет юго-восточный отрог горы Логанаки (см. Логанаки). Служит тригонометрическим пунктом и находится под 44°1' с. ш.

Наголовье

или наглавник — общее название древних русских головных уборов: шеломов, шишаков, мисюрок, ерихонок, калпаков (см. Доспех).

Нагольно-Тарасовская

— слобода Таганрогского округа Области Войска Донского, на речке Нагольной. Дворов 495, жителей 3366. Православная церковь, одноклассное училище, еженедельные базары. Свинцовые и железные руды.

Нагольный отрог

— отделяется от Донецкого кряжа и тянется с В на З вдоль речки Нагольной, до впадения ее в реку Миус, где он соединяется с отрогом Миусским. Н. отрог состоит из песчаников, а южная часть — из древних сланцев. Местами залегают в глинистом сланце свинцовый блеск, медная зелень, железная руда и цинковая обманка. Длина до 40 верст.

Нагорная проповедь

— так называется проповедь Ииcyca Христа о "блаженствах", в которой выражена сущность новозаветного закона, в отличие от ветхозаветного. Она произнесена была на горе, которую исследователи отожествляют с горой Курн-Хаттин (на полдороге между Фавором и Капернаумом, в двух часах пути от озера Галилейского), вслед за призванием 12 апостолов. Содержание проповеди излагается в Еванг. Mф. гл. V — VII и Луки гл. VI, 17 — 49. Она начинается прямо с определения тех, кто мог сделаться членами новозаветного общества и воспользоваться его правами. В Ветх. Завете принадлежность к избранному обществу обусловливалась внешними свойствами и признаками людей — их происхождением от Авраама и обрезанием; в Новом Завете, напротив, все зависит от внутренних достоинств человека, и это внутреннее достоинство определяется десятью "блаженствами", т. е. качествами душевного настроения. Господствующая черта блаженств — полнейшее духовное смирение и самоуничижение, в противоположность эгоизму и самовозношению древности. Эту противоположность Христос выяснил, далее, целым рядом сопоставлений новозаветного закона с ветхозаветным, особенно в том виде, в каком его толковали книжники и фарисеи. Так, например, заповедь не убий истолковывалась в ее буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет свое действие даже на внезапный и напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды, с ее гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство. Греховность прелюбодеяния усматривается даже во взгляде на женщину "с вожделением". Вопреки древнему закону: "Око за око", как крайнему выражению эгоизма, проповедуется правило: "Не противься злому" и, как высшее выражение любви, заповедуется "любить врагов своих, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас, молиться за обижающих и гонящих нас". Люди враждуют между собой вследствие забвения великой истины, что все они — "сыны одного Отца Небесного"; когда эта истина войдет в общее сознание, то люди перестанут разделять себя на ближних и врагов, и все человечество станет единым нераздельным братством. В грехопадении человек потерял значительную часть своего богоподобия и сделался рабом тления; теперь ему дается новая сила восстановить потерянное богоподобие. "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". После изложения общих начал, Христос преподал несколько частных правил, вытекающих из них. "Народ дивился учению Его, — замечает евангелист: — ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи". Нагорная проповедь вызывала массу толкований и исследований. Многие св. отцы и учителя церкви, напр. Иоанн Златоуст и Августин, с любовью останавливались на объяснении новозаветного закона, а затем и новейшая литература изобилует трактатами, ему посвященными (напр. Tholuck, "Bergrede Christi"; Achesis, "Bergpredigt"; Creighton, "Great Charter of Christ" и др.). Видное место отводится Н. проповеди во всех главнейших экзегетических трудах. В русской литературе имеется много отдельных рассуждений о Н. проповеди: едва ли можно указать такого более или менее выдающегося проповедника, который не объяснял бы ее (напр. Филарет московский, Макарий московский, Димитрий херсонский, Виссарион костромской и мн. др.).

См. Указатель в "Сборнике статей" М. Барсова (Симб., 1890, т. I, стр. 469 и сл.), а также "Толковое Четвероевангелие" еп. Михаила. Взгляды, выраженные по этому предмету Л. Н. Толстым, вызвали значительную литературу в опровержение их; см. в особенности проф. А. Ф. Гусев, "Основные религиозные начала г Л. Н. Толстого" (Казань, 1893); прот. Буткевича, "Н. проповедь" (в журн. "Вера и Разум" за 1891 и 92 гг.); прот. Смирнов, в "Православном Собеседнике" за 1894 г.

А. Л.

Нагорный

— прииск россыпного золота Екатеринбургского уезда Пермской губернии, в округе Березовского золото промывального завода, на речке Березовке. Открыт в 1772 г. и разрабатывается до настоящего времени. На Н. прииске в 1894 г. построена новая фабрика для промывки эфелей и соров; производились опыты извлечения золота и меди химическим путем.

Нагорья

(плоскогорья, плато) — так называются части земной поверхности, ровные или холмистые, поднятые на довольно значительную высоту над уровнем моря. По устройству поверхности Н. не отличаются от равнин и невысоких холмистых стран; единственное различие — высота над уровнем моря. Резких границ нет\ и на земном шаре встречаются более или менее ровные пространства от нескольких метров ниже уровня моря до с лишком пяти тысяч над уровнем моря. Поэтому границу между равнинами и нагорьями можно принять ту или другую; обыкновенно принято считать, в круглых цифрах, что нагорья начинаются от 1000 рус. фт., или 300 м над уровнем моря. Самые обширные Н. находятся на Азиатском материке; все пространство его от Алтая на С до Гималаев на Ю, от Памира на З до собственного Китая на В — огромные Н. с несколькими нагроможденными хребтами гор, если не считать двух очень незначительных котловин. Это огромное Н., так же как Иранское, настолько обширно и высоко, что несмотря на обширные равнины, особенно Западно-Сибирскую и Туранскую, средняя высота Азиатского материка превосходит 950 м (см. Земля). Южная часть этого высокого поднятия заключает два самые высоких Н. земного шара: Тибетское и Памирское, местами выше 5 тыс. м. Напротив, средняя часть сплошного поднятия — Н. восточного Туркестана — сравнительно невысока, по большей части ниже 1000 м, а на небольшом пространстве на СВ котловина Люк-Чун опускается даже ниже уровня моря. На Южно-американском материке Н. южного Перу и Боливии поднимается почти так же высоко, как Тибетское, но гораздо менее обширно. В Северной Америке также находятся обширные Н. в западной и южной части материка, но они далеко не так высоки, как Тибетское. В Африке находятся обширные Н., особенно в южной части материка. Всего беднее ими материки Европейский и Австралийский. Некоторые Н. со всех сторон окружены горами, другие лишь с двух или трех сторон, а с одной или двух спускаются террасами к равнинам или берегу моря; наконец, Н. к В от Скалистых гор совершенно незаметно спускаются к равнине у берегов Миссисипи и Мексиканского залива. Вследствие очень большого различия высоты Н., а также и широты их, понятно, что климат их очень различный в том, что касается температуры. В общем, конечно, она убывает с высотой, как и в горных странах, но далеко не в одинаковом размере: в тропиках убывание вообще медленнее на Н., чем в горных странах, так что температура Н. на той же высоте н. ур. м. оказывается значительно выше, чем в горных странах; в средних широтах замечается в этом отношении большое различие между летом и зимой: летом убывание медленно, и Н. гораздо теплее горных стран на той же высоте н. ур. м.; зимой, обратно, — они холоднее. Иначе сказать, Н. имеют более материковый климат, чем горные страны. Еще большие крайности относительно встречаются в суточном ходе температуры: колебания (амплитуды) на Памире и в Тибете не меньше, чем в Сахаре. Относительно распределения осадков (дождя и снега) можно заметить, что большинство Н. относится к странам сухим, бедным осадками. Впрочем, во многих местностях, где Н. разной высоты находятся близко одно от другого, более высокое имеет климат более влажный, чем более низкое. Лучшие примеры этого Армянское Н., где нижний уступ, около Эривани, гораздо суше верхнего около Карса и Александрополя. То же самое отношение встречается на Н. северной Монголии и юго-восточного Забайкалья. Из очень высоких Н. самое сухое, несомненно, Аттакама, в сев. Чили.

А. В.

Нагоя

или Овари-Н. — значительный город в Японии, на берегу залива Овари, на южном берегу главного острова Ниппона или Хондо. Прежняя столица даимио (удельного князя); замок его обращен в казарму. Обширный буддийский храм Хонгванши; значительная торговля, особенно фарфором; производство вееров, эмалевых и других изделий; 170 тыс. жителей. Железные дороги связывают Н. с Токио, Киото и Осакой.

А. В.

Нагпур

(Nagpoor, Nagpore) — одно из прежних маратских государств; с 1854 г. входит в состав центральных провинций брит. Индии. 62263 кв. км, 2758056 жителей (1891); между ними много туземцев из племени гонда. Каменный уголь, медные и железные руды; в изобилии произрастают пшеница, кукуруза, табак. Главные предметы вывоза — шерсть, зерновой хлеб, воск и лен. Гл. г. того же имени; фабрики хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых и кожевенных изделий. Жит. (1891) 117017 чел.: 94549 индусов, 16387 магометан, 3087 христиан.

Награды

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нагревание и охлаждение почвы

— Единственным источником теплоты, получаемой почвой, важным в практическом отношении, являются солнечные лучи. Другие возможные источники — внутренняя теплота земного шара и физико-химич. процессы, происходящие в почве, не оказывают на температуру последней заметного влияния. Так, при удобрении гектара земли 30000 кг навоза (принимая слой почвы в 15 см толщины, а теплоемкость ее 0,2), заключающем в себе 6000 кг сухого вещества (с содержанием 36% углерода, 4,2% водорода и 26% кислорода), освобождается, при сгорании, только ок. 5 калорий тепла на 1 кв. м, что может повысить темп. почву лишь на 1/8 ° в сутки, т. е. на величину, почти не имеющую никакого значения для жизни растений. И только при огромных количествах навоза, какие потребляются, напр., в огородной культуре, достигается надлежащий тепловой эффект. Количества поглощаемой и аккумулируемой почвой солнечной теплоты зависят как от свойств самой почвы, ее теплоемкости, теплопроводности, влажности, окраски, положения относительно стран света, так и от напряженности солнечных лучей, их наклона, продолжительности дня и состояния атмосферы. Между двумя образчиками одной и той же почвы, одним сухим, другим влажным, можно найти разницу в температуре (сухой — теплее) до 8°С, если выставить их непосредственно на солнце. Понижение температуры влажной земли происходит от испарений. Поэтому сырые почвы обыкновенно — холодные, и осушка их сопровождается усилением способности к Н. Такую же разницу в температуре почв производит и различная окраска их поверхности. Почвы темноцветные поглощают теплоту более энергично и нагреваются сильнее светлоокрашенных. Известно, напр., что в некоторых местностях, близких от границы произрастания виноградной лозы, черный виноград, требующий для созревания большей теплоты, чем белый, вызревает только на почвах темных. В высоких местностях Швейцарии существует даже обычай посыпать поля черной землей для ускорения таяния снега и, стало быть, для более быстрого развития растительности. Далее, Н. почв зависит от их наклона и теплопроводности; степень влияния последнего фактора обусловливается минералогическим составом почвенных частиц, плотности почвы и содержания в ней воды. Наклон солнечных лучей составляет одно из главнейших препятствий к поглощению солнечных лучей под высокими широтами. Эта косвенность падения лучей уравновешивается продолжительностью дня, благодаря чему возможно, напр., возделывание пшеницы даже в некоторых частях Швеции. Охлаждение почвы поставлено в зависимость от тех же факторов. По прекращении солнечного нагрева и понижении температуры атмосферы почва начинает излучать свою теплоту в пространство. Часть теплоты затрачивается также и на перевод жидкой влаги в газообразное состояние. Наиболее резкое понижение температуры почвы наступает в зимнее время, но такое охлаждение ослабляется до некоторой степени снежным покровом. Нагревание и охлаждение почвы имеет большое значение как на растения, так и на почву. Первое ускоряет, а второе ослабляет течение в ней химических процессов и испарение воды. Охлаждение может вызвать также образование внутренней росы, преимущественно в верхних слоях почвы, особенно в жарком и сухом климате; оно же, заставляя замерзать воду, находящуюся в скважинах почвы, способствует разрыхлению плотных почв.

Г. К.

Нагрудники

Н. наколенники, налокотники, наспинники, наручи, науши — принадлежности древнерусского вооружения; делались из кожи, железа и меди. См. Доспех.

Нагуевский

(Дарий Ильич) — филолог; род. в 1845 г.; окончил курс в Новороссийском университете, состоит профессором римской словесности и директором Нумизматического музея в Казанском университете. Главные его труды: "Характер и развитие римской сатиры" (Рига, 1872), "Римская сатира и Ювенал" (Митава, 1879), "Первая сатира Ювенала" (маг. дисс., Рига, 1875; 2 изд., Казань, 1 885), "De Juvenalis vita observationes" (докт. дисс., Рига, 1883), "О рукописях, схолиях и изданиях Ювенала" (СПб., 1888), "Третья сатира Ювенала" (2 изд., Казань, 1887); учебные издания латинских классиков с примечаниями, например: "Избранные сатиры Горация" (2 изд., Рига, 1885), "Энеида Вергилия" (кн. I — III, Казань, 1886; кн. IV — XII, т. же, 1885—91), то же в 1 т. с русскими объяснениями (Казань, 1891); стихотворный перевод Энеиды (М., 1888; вместе с Фетом); "Вергилий и его эклоги. Очерки из истории римской поэзии" (ч. I, Казань, 1895); "О популяризации сведений по классической древности" (Воронеж, 1884); "Основы библиографии по истории римской литературы" (Казань, 1889); "Библиография по истории римской литературы в России, с 1709 по 1889 г." (Казань, 1889; ср. Библиография); "Обозрение персидских монет" (Казань, 1892); множество статей в "Ж. М. Н. Пр.", в "Ученых Записках Казан. Унив.", в "Филологич. Записках", в "Рижском Вестнике". Н. напечатал также несколько фортепианных пьес и множество критических музыкальных статей в "Рижском Вестнике".

Нагул скота

— Под таким названием известен летний откорм скота на хорошей траве или отаве (см.). Он практикуется главным образом в степных губерниях, где существует еще местами достаточный простор для скотоводства (Воронежская губ., Область Войска Донского, Кубанская обл. и др.) Н. редко занимаются землевладельцы и крестьяне. Этот вид пользования требует свободных капиталов и постоянных разъездов, на что у них нет ни времени, ни средств. Его ведут преимущественно купцы и кулаки, из среды которых выделяется много прасолов, гуртовщиков и шибаев. Наем и выбор участков для Н. представляет важную статью, от которой много зависит успех всей операции. Наилучший результат дает Н. на целинных степях и старых пырейных залогах. За молодые бурьяноватые платят дешевле, так как на них трава позднее начинает расти, скорей выгорает и легче вытаптывается скотом. Наиболее успешен Н., если рост трав равномерен и нет засух. В противоположном случае приходится перегонять скот на другие участки; так, в сев. Кавказе, после выгорания степи, скот гонят в горы, в степях же, с вытравленных участков — на отавы. Сюда же перегоняются гурты, непроданные до середины августа для окончательного Н. и в хорошее лето. На гурт в 150 — 170 голов обыкновенно считается 225 — 250 дес. отавы или степи. Такой участок (расход) делят на части, из которых каждая стравливается отдельно через некоторый промежуток времени. На каждом расходе устраивается пруд, обыкновенно перегороженная плотиной балка, курень для отдыха людей и отводится "тырло" — для скота. На последнем скот проводит время от 12 до 4 дня и от 1 часа ночи до 7 часов утра; остальное время — в распасе. Скот гоняют тихо, наблюдая, чтобы он был спокоен при пастьбе и ночлеге. При Н. не только коровы, но и волы, становятся очень осторожными и дикими, малейший шум может распугать весь гурт; не говоря уже о трудности поимки животных в степи, от перепуга и беготни они легко спадают с тела и больше поглядывают по сторонам, чем едят. Скот поступает в нагул ранней весной — с марта месяца или начала апреля — и нагуливается не более 3 месяцев в среднем; весной скорей, так как тогда трава молодая и нет засух; отавы, с половины августа и до октября, также считаются хорошим кормом, и нередко бывает, что с них воды сходят такими же жирными, как и с майских кормов. В среднем Н. обходится от 8 до 20 руб. на голову, и при удачном лете за все время вол прирастает в мясе пудов на 6 (в том числе 3 пуда сала). Такой гулевой скот предпочтительно отправляется живьем в столицы и крупные губернские города. За последние 20 лет промысел этот очень упал. В особенности на нем тяжело отозвалось запрещение прогона степного скота по гуртовым трактам и дорогам; немало способствовала его упадку и постепенная распашка степей; распространенный в прежнее время по всем южным губерниям промысел этот сосредоточился ныне в юго-восточном районе. В сев. и средней России Н. практикуется только на поймах и пойменных отавах. Определенного срока для Н. нет. Считают достаточным, когда прибудет 1 1/2 —2 пуд. мяса и 50—60 фн. сала. Наибольшая прибыль приходится в конце августа — начале сентября.

Г. К.

Нагуни

— у раджпутов (см.) особые идолы змеиных божеств (см. Нага), полузмей-полуженщин. В Баролли есть весьма законченные скульптурные их изображения.

См. Tod, "Annals and antiquities of Rajast'han" (2 изд., Мадрас, 1873, 2 т., 716).

Нагуэльгуапи

(Nahuelhuapi) — озеро в Аргентине, на границе губерний Неукен и Рио-Негро, пересекается 41°30 ю. ш. и 70°10' з. д., у восточного подножья Анд, на высоте 539 м над уровнем моря, величиной в 1260 кв. км; окружено плодородными холмами. Из южной оконечности его вытекает р. Лимаи (исток Рио-Негро). На З вулкан Тронадор, через который ведут перевалы Росалес и Барилоче (на высоте 877 и 840 м) в Чили. В 1670 и 1715 г. на берегу озера иезуиты основали свои миссии.

Нагхори

— мусульманское племя в Гуджерате, в Индии обыкновенно занимающееся извозом и содержанием лошадей.

Надазотная кислота

— см. Крепкая водка.

Надальяк

(Jean-Francois-Albert du Polige t, маркиз de Nadaillac, род. в 1818 г.) — французский археолог; был префектом дпт. Нижних Пиренеев; написал: "Anciennet é de homme" (2 изд., 1870), "Premier Homme et les temps pr éhistoriques" (1880), "Amérique préhistorique" (1882), "Homme tertiaire" (1883), "Nouvelles découvertes préhistoriques aux Etats-Unis" (1883), "De la Période glaciaire" (1881), "Maurs et monuments des peuples préhistoriques" (1888), "La science et la politique" (1880), "Le mouvement démocratique en Angleterre" (1881), "Affaiblissement de la natalité en France" (1886) и др.

Надар

(псевдоним Феликса Турнашона) — французский писатель и карикатурист; род. в 1820 г. С одинаковой бойкостью владея пером и карандашом, он основал в 1849 г. журнал "La Revue Comique", рисовал карикатуры в "Charivari" и "Journal pour rire" и написал несколько весело рассказанных повестей ("Quand j' étais é tudiant", "Le miroir aux alouettes"). Позднее Н. увлекается фотографией и достигает в ней значительных успехов. Затем он изучает воздухоплавание у братьев Годар, носится с замыслом разрешить задачу управления воздушными шарами и совершает несколько смелых воздушных полетов (в Брюсселе, в Лионе и т. д.). Во время блокады Парижа германскими войсками Н. становится во главе особой бригады аэронавтов и вносит новый элемент в военное дело, успешно производя, с помощью воздушных шаров, рекогносцировки передвижений неприятельской армии. Он написал еще: "La Robe de D éjanire", "L'histoire buissonnière", "Sous rincendie", "Le monde où l'on pateauge" и др.

В. Ш.

Надаржин

(Nadarzyn) — посад Блонского уезда Варшавской губернии. 1393 жителя.

Надашди

(Ná dasdy) — древний венгерский, первоначально хорватский дворянский род. Наиболее известные его представители: 1) Томас Н., палатин Венгрии (1498—1562), получил образование в Болонье и Риме, был секретарем короля Людовика; после его смерти содействовал избранию Фердинанда Австрийского в короли Венгрии. Назначенный комендантом Офена, Н. в 1529 г., после упорной защиты города, был взят в плен турками и перешел на сторону Запольи (см.), но впоследствии снова примкнул к Фердинанду. Способствовал распространению реформации. 2) Франц, правнук предыдущего, был высшим коронным судьей; как участник в заговоре венгерского дворянства, с целью восстановления его прав и вольностей, был, по приказанию императора Леопольда I, казнен в Вене в 1671 г. Ему принадлежит новое, дополненное издание труда графа Петра Ревая: "De monarchia et S. corona regni Hungariae" (Франкф., 1659). Ему самому приписывают "Mausoleum regni apostolici hungarici regum et primorum ducum" (1664) и "Cynosura juristarum" (1668, Лейтшау, 1700).

Надаши

(Ян Nadasi, 1614—1670) — мадьярский историк, иезуит, духовник императора Фердинанда III; написал, кроме богословских сочинений: "Annus dierum illustrium Soc. Jesu" (Рим, 1657), "Reges Hungariae" (Пресбург, 1637), "Vita s. Emerici" (1644), "Heroes et victimae Soc. Jesu" (1658) и др.

Надворная пехота

— см. Стрельцы.

Надворные суды

(при Петре I также гафгерихты) — появляются в России в 1719 г., в СПб., Москве, Казани, Курске, Ярославле, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске и Тобольске. В 1720 г. Н. суд стал высшей судебной инстанцией, среднюю образовал провинциальный суд, а нижнюю — нижний городовой суд. В моск. Н. суде заседали, в 1719 г., три полковника, два царедворца и один подполковник. Сначала Н. суды были независимы от областной администрации и, таким образом, сделана была замечательная для России начала XVIII в. попытка отделения суда от администрации; но в 1722 г. президентами их (кроме судов СПб. и московского) сделались губернаторы и вице-губернаторы. В 1725 г. астраханскому губернатору было запрещено присутствовать на суде и вступать в дела непосредственно. Указом 24 февр. 1727 г. Н. суды были уничтожены. Н. суды были вновь введены в столицах учреждением о губерниях 1 7 75 г. для разбора как уголовных дел (кроме преступлений лиц, состоявших на действительной военной службе), так и гражданских споров по личным обязательствам между иногородними и разночинцами, не имевшими недвижимой собственности в пределах столичной губернии. Первоначально существовали верхний и нижний Н. суды, из которых первый служил апелляционной инстанцией для второго и сам состоял под апелляцией палаты гражд. и угол. суда. В 1784 г. верхний и нижний Н. суды открыты в Архангельске. В 1796 г. в каждой столице оставлено лишь по одному Н. суду. В 1798 г. в СПб., а в 1799 г. в Москве упразднены Н. суды, причем, до окончания дел, переименованы во "временные для решения старых дел департаменты". В 1802 г. восстановлены в столицах Н. суды (по одному в каждой столице), с прежней компетенцией; они просуществовали до 1866 г. В 1797 г. учрежден в Вильне, под апелляцией сената, Н. суд для разбора дел по привилегиям до старост, городов и казны относящимся; в том же году открыт волынский Н. суд для производства дел между пользующимися правом гражданства поселянами губерний Минской, Волынской и Подольской. В 1798 г. под апелляцию волынского Н. суда поставлены магистраты Киевской губ. по делам Старостинским и городов. Указом 31 декабря 1801 г., по учреждении главных судов (см.), Н. суды литовский и волынский упразднены.

Надворный советник

— см. Табель о рангах.

Надглоточник

(Epipharynx) — придаток на нижней стороне верхней губы насекомых (см. Насекомые).

Надглоточный узел

(ganglion supraoesophagiale) — главное скопление нервной ткани в голове двусимметричных беспозвоночных, лежащее над пищеводом. Морфологическое значение этого узла, по-видимому, не одинаково у различных форм и он представляет сложный орган, возникший через видоизменение эмбрионального нервного зачатка (теменной пластинки) с присоединением к нему ганглиозных элементов от главнейших органов чувств головной лопасти и через присоединение также ганглиев одной или нескольких метамер, слившихся с головной лопастью. В простейшей форме Н. узел находим у турбелларий и моллюсков, но он уже значительно осложнен у высших червей и еще более у членистоногих. Н. узел дает нервы к органам чувств головы и ее придаткам, а равно может давать нервы к передним околоротовым конечностям. С следующим за ним узлом брюшной цепи, иногда получающим название подглоточного, Н. узел соединяется окологлоточными комиссурами (Commissurae circumoesophagiales). Иногда он может сливаться с этим узлом, а равно и с последующими, так что центральная нервная система превращается в общую массу, пронизанную пищеводом.

Надгортанник

надгортанный хрящ — см. Гортань.

Надгрудиник

— см. Эпистернум.

Надежда

— св. мученица, замученная в Риме около 137 г., вместе с двумя другими своими малолетними сестрами, Верой и Любовью, и матерью Софией. Память всех их празднуется 17 сентября. Мощи св. мучениц покоятся в црк. Эшо (Eschau), в Эльзасе.

Надежде

(София Nadejde) — румынская писательница; род. в 1856 г. В своих повестях она верно рисует жизнь румынского крестьянина-царана. Из крестьянского же быта взят сюжет ее драмы: "О inbire la tera" ("Любовь к земле").

Надеждин, Александр Евграфович

(† в 1861 г.) — литератор, сотрудник "Северной Пчелы", "СПб. Ведомостей" (ред. Краевского) и др. Озлобленный бедностью и неудачами, написал памфлет на тогдашнюю литературу, под заглавием "Журналы, газеты и публика" (СПб., 1859), вызвавший единодушное осуждение в печати.

Надеждин, Александр Иванович

(1858—86) — физик, получил образование в университете св. Владимира, при котором был оставлен для приготовления к профессорскому званию, но во время заграничной командировки умер в Франценсбаде. Напеч.: "К вопросу о температуре абсолютного кипения жидкостей" (Киев, 1882), "К вопросу о критической температуре изомеров и гомологических рядов " (ib., 1883), "О некоторых новейших исследованиях в связи с общим направлением современной физики" (ib., 1883), "Определение критической температуры азотноватой кислоты, брома, йода и воды" ("Журнал элементарной математики", 1885, № 13), "О теплоемкости жидкостей" (Киев, 1885), "Этюды по сравнительной физике" (магистер. дисс., Киев, 1886). После его смерти вышла книга "Физические исследования А. И. Надеждина", с предисловием проф. М. Авенариуса и биограф. очерком автора (Киев, 1887).

Надеждин, Александр Николаевич

(род. в 1844 г.) — писатель, магистр спб. духовной академии. Главные его труды: "Права и значение женщины в христианстве" (СПб., 1873, магист. диссерт.); "Истории с.-петербургской духовной семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809—1884 гг." (СПб., 1885); "Спиритизм перед судом христианства" (СПб., 1896).

Надеждин, Ксенофонт Федорович

(† в 1882 г.) — писатель, преподаватель Владимирской духовной семинарии. Ряд его работ по статистике и местной церковной археологии напечатан во "Владимирских Епархиальных" и "Губернских Ведомостях". Более значения имеют его исследования по расколу, составленные большей частью по неизданным материалам: "Рукописи по расколу в библиотеке Владим. семинарии", "Споры беспоповцев Преображенского кладбища и Покровской часовни о браке", "О раскольничьем журнале "Истина" и др. (в "Православном Обозрении"). Отдельной книгой издана его "История Владимирской дух. семинарии".

Надеждин, Николай Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Надеждин, Федор Михайлович

— писатель первой половины XIX в., протоиерей; окончил курс в спб. духовной академии. В своих трудах: "Очерк истории философии по Рейнгольду" (СПб., 1837) и "Опыт науки по философии" (СПб., 1845) Н. следует Ф. Ф. Сидонскому (см.).

Надеждинский

— 1) сталерельсовый завод Богословского горного округа Верхотурского уезда Пермской губернии. 2) платиновый прииск, того же уезда и губернии, в 7 вер. от Висимо-Шайтанского завода, в Нижнетагильском горном округе. Главная порода — хлоритовый сланец; встречается также серпентин и магнитит. Н. прииск разрабатывается с 1839 г.; руда доставляется для выплавки на Висимо-Шайтанский завод.

Надел

— см. Крестьяне и Хозяйство крестьянское [Нижеследующее приводится в дополнение к ст. Бобыль (см.), где сделана ссылка на слово Надел.]. При освобождении крестьян, на северо-западные губернии распространено было общее начало, в силу которого за крестьянами закреплен был тот Н., которым они пользовались ко времени обнародования положений 19 февраля 1861 г.; но в 1864 г. состоялся указ о наделении в сев.-западных губерниях землей бобылей, батраков и вообще всех крестьян, обезземеленных незадолго до освобождения крестьян.

Наделок

(стар.) — приданое или имущество, данное женщине, уходящей в монастырь. По обычаю всех почти славянских народов, сыновья получали отцовское наследство, а сестрам обязывались выдать Н. при выходе их замуж или определении в монастырь. Н. состоял из вещей и денег.

Наджаберный желобок

— см. Эпибранхиальный желобок.

Надзиратели

Н. квартальные — см. Квартал, Н. комнатные — см. Пансион и Тутор, Н. классные — см. Помощники классных наставников. См. Околоточные Н. и Полицейские Н.

Надзор начальства

— по действующим военно-уголовным законам составляет дополнительную карательную меру (ст. 9 Воинского устава о наказаниях) и меру пресечения способов уклоняться от следствия и суда (ст. 470 Военно-судебного устава). В обоих случаях закон сущности Н. не определяет, а в отношении Н., как меры пресечения, прямо говорит (ст. 471), что при отдаче обвиняемого под ближайший Н. военного начальства определение самого способа Н. предоставляется усмотрению начальства. Как карательная мера отдача под особый Н. военного начальства возможна лишь при оставлении отбывшего наказание на службе; между тем в отношении всех военнослужащих, даже и не отбывавших никакого наказания, начальство обладает такими широкими полномочиями, которые далеко превосходят ограничения, возможные в Общем уголовном кодексе для лиц, отданных под Н. полиции. Упоминание в военно-уголовном кодексе о Н. начальства совершенно, поэтому, излишне. В особенной части Воинского устава о наказаниях не назначает этой меры ни разу.

К.-К.

Надзор полицейский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Надир

— точка неба, лежащая внизу, по направлению отвесной линии, в каждом месте земной поверхности; такая точка невидима непосредственно и ее получают искусственно, устанавливая под инструментом сосуд со ртутью или вообще горизонтальное зеркало: Н. представляет изображение зенита (см.).

Надир-Дервент

(в древн. "Ворота Гемуса") — горный проход через Малый Балкан между горами Праводы и Айдос, с селением и рекой того же названия. Им пользовались еще Дарий и Филипп II. Римляне проложили здесь дорогу от Анхиала к Маркианополю. Нынешнее название установилось после вторжения турок в 1388 г. в Болгарию. В 1829 г. от Праводы через Кеприкиой по Н. прошли русские войска.

Ср. Jireč ek, "Die Heerstrasse v. Belgrad nach Constantinopel und die Balkanpä sse" (Прага, 1877) и "Военный Сборник", 1877 г., № 11.

Надир-шах

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница