Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 55, Мол - Мон)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 55, Мол - Мон)

Предыдущая страница Следующая страница

Молькенбур Герман

(Molkenbuhr) — германский политич. деятель (род. в 1851 г.), сын рабочего; кончил только народную школу, был рабочим на сигарочной фабрике; рано стал выступать в рабочих союзах, как их организатор; в 1881 г., высланный из Берлина на основании закона о соц.-демократах, уехал в Америку, работал там на фабриках; в 1884 г. вернулся; с 1890 г. член рейхстага, видный социал-демократ, сторонник развития профессионального движения.

Молькинское инородческое ведомство

— Иркутской губ., Балаганского окр., состоит из семи аймаков, расположенных по прав. берегу р. Ангары и по впадающим в нее речкам. 29 улусов, 4 деревни и 1 заимка. Инородцы-буряты распадаются на оседлых (714 чел.) и кочевых (3767 чел.). Кроме земледелия, жители занимаются извозом и работой на стороне. Большинство — язычники (ламаиты). Мукомольных мельниц 18, кузниц 18; 7 торгово-промышленных заведений; ни одной винной продажи.

Мольменти Помпео-Герардо

(Molmenti) — итал. писатель, род. в 1852 г.; проф. итальянской литературы в Техническом институте в Вене. Наиболее важны труды М.: "Impressioni letterarie" (Милан, 1873) и "Nuove impressioni letterarie" (1879). Написал еще "Giorgione" (Венеция, 1878), "Goldoni" (Венеция, 1879), "Storia di Venezia nella vita privata" (Турин, 1880), "Storie vecchie" (Венеция, 1882), "La dogaressa di Venezia" (2 изд., Турин, 1884) и др.

Мольный строй гаммы

— см. Минор.

Мольтке Гелльмут-Карл Бернгард

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мольтке Макс

(Moltke) — немецкий писатель (1819 — 1894), уроженец Трансильвании. Писал стихи, из которых некоторые стали народными песнями ("Siebenb ü rgen, Land des Segens"). Отдельно вышли: "H eideblünchen" (1840); "Neuere Gedichte; Ufermuscheln" (1843); "Tag- u. Nachtfalter" (1843); "Monumente für Momente" (1843); "Ein Frühling" (1853); "Deutschar Dichterwald" (1852); "Auch ein Büchlein Lieder" (1865); "Was die deutsche Mutter ihrem Kindlein singt" (1870); "Gedichten" (1883); "Blumen-Romazen" (1880); "Neuer deutscher Parnass" (1883); "Schutz u. Trutzlieder für die Siebenbürger Sachen u. das Deutschtum in Oesterreich" (1882); "Silber-Myrtenstrauss" (1886); "Trauer und Trost" (1883).

Мольтке, род

(Moltke) — старинный нем. дворянский род, происходит из Мекленбурга с XIII в., потом распался в ветви мекленбургскую и датскую. Два датских М. были в конце XVIII и нач. XIX вв. министрами. Адам М. († 1843 г.), увлекшись революционными идеями, отказался от принадлежавшего его роду графского титула. Магнус М. († 1864 г.) был президентом провинц. чинов Шлезвига, Адам - Вильгельм М. († 1864 г.) — первым министром в Дании в 1848—52 гг., а Карл М., сын предыдущего — несколько раз министром и в 1849 г. посланником в Россию. См. Langhorn, "Hist. Nachrichten üb. d. dä nischen M." (Киль, 1871).

Мольтон

— см. Шерстяные ткани.

Мольфетта

(Molfetta) — город в итал. пров. Бари, на берегу Адриатического моря. Полотняные и канатные фабрики, мыловаренные заводы; оживленная торговля, рыболовство, верфи. Жителей ок. 30 тыс.

Мольца Тарквиния

(Molza, 1542—1617) — одна из образованнейших женщин XVI в.; основательно знала языки латинский, греческий и еврейский, успешно занималась поэзией, астрономией и математикой. Тассо и Гварини воспевали хвалу ее; римский сенат дал ей титул "римской гражданки". Писала мадригалы и эпиграммы (изд. вместе со стихотворениями ее деда, Франческо М.); перевела 2 диалога Платона ("Карнеад" и "Критон").

Мольца Франческо-Мария

(Molza, 1489—1544) — итал. поэт из знатной семьи; вел жизнь, полную приключений. М. считается одним из значительнейших лириков XVI в. В итальянских своих песнях он подражал Петрарке; гораздо совершеннее его латинские стихотворения, в которых отражается его оригинальное, вдумчивое настроение. Его "Poesie volgari e latine" издал Serassi (Бергамо, 1747—54).

Мольцер Генри-Эрнест

(Moltzer, 1836—1895) — нидерланд. историк литературы, проф. в Гронингене и Утрехте. Напеч. диссертацию "Geschiedenis van het wereldlijk tooneel in Nederland gedurende de middeleeuwen" (Лейд., 1862), "Shakespeares invloed op het Ned. Tooneel" (Грон., 1874) и много статей (частью собр. в "Studien en schetsdn van Nederlandsche letterkunde", Гаарл., 1880—81). С Яном te Winkel М. издавал "Bibliotheek van middel-nederlandsche letterkunde" (Гронинг., 1868, и след.), в которой обработал "De middelnederlansche dramatische po ë zie" (1875), "Floris ende Blancefloer" (1879), стихотворение "Frederik III en Karel de Stoute te Trier 1473" (1890) и "Levens en Legenden van Heiligen (1891).

Моляны

— языческие обряды мордвы, сохранившиеся и после принятия ею крещения. М. справляются: когда поминают родителей, весною, перед посевом ярового хлеба, в июне на Петров день, в августе — на Флоров день и самые главные ("Султан Керемед") — на праздник Покрова. Взяв с собой как можно больше съестных припасов, народ собирается в заранее определенное место. Здесь трое или четверо из стариков обходят с причитываниями и коленопреклонениями принесенные запасы; затем, отрезав горбушку от хлеба, кладут на нее по кусочку от всех яств. Это зарывается в землю, в дар Богу. Ср. А. Н. Минх, "Этнографическое обозрение" (1892 г., № 4); "Записки Имп. географ. общества" (1890 г.); А. Листов, "Саратовские епархиальные ведомости" (1866 г., № 36).

Момбас

(Момбаза у арабов, Мвита у суагелов) — гор. на восточном берегу Африки, под 4° 4' ю. ш.; лучшая гавань Занзибарского берега, на плодородном коралловом о-ве, 12 м н. ур. м. 20000 жит. Несколько каменных домов; больница, таможня. Жел. дор. длиною в 4 км соединяет о-в с материком. С 1888 г. М. — местопребывание англ. Зап.-Африканской комп. Предметы ввоза — материи, проволока, латунь, бусы, рис; вывоза — слоновая кость, маис, просо, камедь, копал. С 1 8 90 г. от М. до Занзибара проведен кабель. М. уже в XIV ст. был значительным торговым пунктом и местом пребывания короля племени цендь. 1505 г. португальцы завладели городом и в 1528 г. построили крепость. В 1660 г. ее захватили маскатские арабы; с 1728 до 1740 г. ею вновь владели португальцы, потом опять арабы. В 1834—88 г. М. принадлежал султану Занзибара.

Момбуй

(Cald s de Mombuy) — купанья в испанской провинции Барселоне, в красивой горной местности. Около 4000 жит.; горные источники в 67° С.

Момент выделения

— см. Status nascendi.

Момент инерции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Момент сгибающий

— Если на призматический брус, зажатый в сечении АВ, действуют перпендикулярные к этому брусу силы F1, F2, F3,..., то точки приложения которых находятся от сечения AB в соответственных расстояниях f1, f2, f3,.., то сумма: F1f1 + F2f2, + F3f3 ... называется сгибающим моментом. Сгибающий М. может быть выражен в следующих видах EJ/ ρ, или EJ(d2y/dx2), или RJ/v, где Е модуль упругости (см.), J М. инерции сечения бруса по отношению прямой, проведенной через центр инерции этого сечения перпендикулярно к плоскости симметрии, ρ радиус кривизны нейтрального не растягивающегося и не сжимающегося волокна, x, у координаты точек нейтрального волокна, направление которого до деформации бруса принято за ось x, R нормальное напряжение какого-либо волокна, v расстояние этого волокна от нейтрального.

Н. Д .

Момент силы, пары и количества движения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Моментальное фотографирование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Моментальный затвор

— см. Моментальное фотографирование и Фотография.

Момин

— в Центральной Индии, в Бераре, так наз. каста ткачей и торговцев платьем для туземцев. М. — мaгометане.

Моммзен Август

(Mommsen) — нем. филолог, брат Теодора М., род. в 1821 г. Напеч.: "Beitr ä ge zur griech. Zeitrechnung" (Лпц., 1856), "R ö mische Daten" (Пархим, 1856), "Zweiter Beitrag zur Zeitrechnung der Griechen und R ö mer" (Лпц., 1859), "Griech. Jahreszeiten" (Шлезвиг, 1873 и cл.), "Delphica" (Лпц., 1878), "Chronologie. Untersuchungen ü ber das Kalenderwesen der Griechen" (Лпд., 1883; главный труд M.), "Die Zeit der Olympier" (Лпц., 1891) и др.

Моммзен Иоганн-Тихо

(Mommsen) — нем. филолог и критик, брат Теодора М., род. в 1819 г. Известность доставили ему его труд о Пиндаре (Киль, 1845) и стихотворный перевод этого поэта (Лпц., 1846; 2 изд. 1853), а также критические работы о Шекспире, из которых наиболее значительны "Der Perkins-Shakespeare" (Б., 1 854) и критическое издание "Ромео и Джульетты" (Ольденб., 1859). Кроме того, он напеч. "Die Kunst des Uebersetzens fremdsprachlicher Dichtungen" (2 изд., Франкф., 1886), "Parerga Pindarica" (Б., 1877), "Beitr äge zu der Lehre von den griech. Präpositionen" (вып. 1—3, Франкф.-на-M., 1886—87) и др.

Моммзен Иоганн-Тихо (дополнение к статье)

(Mommsen) — нем. филолог и критик: ум. в 1900 г.

Моммзен Теодор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Моммзен Теодор (дополнение к статье)

(Mommsen). — В 1899 г. вышел последний крупный его труд: "R ömisches Strafrecht und Rö mischer Strafprocess". В 1897 г., во время обострения чешского вопроса в Австрии, М. напечатал в "Neue Freie Presse" письмо, в котором убеждал австрийских немцев продолжать борьбу против чехов за свою культуру и обещал им симпатии немцев Германии; в этом письме он говорил, между прочим, что чешский череп если и недоступен для доводов логики, то вполне доступен для ударов. Письмо произвело невыгодное для М. впечатление даже в Германии. В последние годы М. выступил сторонником сближения между свободомыслящими и социал-демократами. В статье, напечатанной в 1902 г. в "Nation" по поводу борьбы из-за нового таможенного тарифа, он указывал на общность культурных задач социал-демократии и либерализма, противополагая обе эти партии консерваторам и клерикалам, как сторонникам застоя и реакции. Умер М. 1 ноября 1903 г. В выражениях сочувствия его семье соединились люди самых различных взглядов и партий, от германского императора до социал-демократов. См. Theodor Barth, "Politische Portr ä ts" (Б., 1904); Hirschfeld, "Gedä chtniss-Rede auf Theodor M. " (Б., 1904); M. Ростовцев, "Теодор Моммзен" ("Мир Божий", 1904,2).

В. В — в.

Моморо Антуан-Франсуа

(Antoine-Franç ois Momoro, 1756—94) — революционный деятель, содержатель типографии и книжного магазина, пылкий оратор в клубе кордельеров. После 10 августа был назначен членом административной комиссии Сенского дпт. Революционный суд присудил его к казни вместе с Гебером и соучастниками последнего (24 апр. 1794 г.). Его сочинения: "Rap port sur les événements de la guerre de la Vendé e" и "Le Journal des Cordeliers" (появились только 10 номеров).

Момос

— в греческой мифологии бог насмешки и порицания, по Гесиоду, сын Ночи, у Лукиана насмешник среди богов, в одной греческой эпиграмме изображаемый бессильным стариком, позже — сухощавым юношей с лицом сатира и в одежде шута.

Момот

— см . Хуту.

Момотомбо

(Momotombo) — действующий вулкан (1830 м) в Никарагу, на С.З. от оз. Манагуби (см.), в котором его лавы образовали большой полуостров.

Момчил

(војвода Момчил) — один из героев сербского народного эпоса, живший со своею "любой" Видосавой в "граде Пирлиторе" в Герцеговине. Это был почти великан ростом, так что королю Вукашину, убившему М. при содействии изменницы Видосавы, ничто из одежды и вооружения М. не пришлось в пору ("что М. было до колена, то у Вукашина по земле волочится" и т. д.). У М. был и конь особенный, сын чудесного крылатого коня — крылатый жеребец Ябучило (в сокращении чиле). Вукашин, убив М., женился, по совету умирающего врага, не на Видосаве, которую разорвал за измену конями, а на сестре М., Евросиме, от которой имел двух сыновей, Андрея и знаменитого Марка-Кральевича, походившего на своего дядю М. Ср. песню "Женидьба кральа Вукашина", в сборнике Вука Ст. Караџћа (II т.).

Ир. П.

Мон

— японская монета, см. Монгсен.

Мон Генрик

(Mohn) — профессор метеорологии в университете в Христиании, род. в 1835 г. В 1861 г. был назначен обсерватором в университетской обсерватории в Христиании, а в 1866 г. директором по его побуждению основанного Метеорологического института. В 1876—78 гг. Норвегия отправила экспедицию под руководством М. для изучения Северного моря, а в 1882—83 гг. он управлял также станцией в Боссекопе. Наиболее значительные труды М.: "Grundz ü ge der Meteorologie" (4 изд., Берл. 1887; русский перевод под ред. Д. И. Менделеева); "Etudes sur les mouvements de l'atmosph ère" (вместе с проф. Гульдбергом, 1876 и 1880); "The North Ocean, its dephts, temperature and circulation" (1887); далее ряд статей о "климате Норвегии" и по "арктической географии". Заслугу М. составляет также устройство метеорологических станций на крайнем севере Европы.

Мон-аннамские языки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мон-Дор

— см. Мондор.

Мон-Дофин

— франц. форт-застава в департаменте Верхних Альп, в долине Дюрансы, на высоте одной тысячи метров; запирает железную дорогу через М.-Женевр и Аржантьерский проход.

Мон-Женевр

(Mont-Genè vre) — деревня французского дпт. Верхних Альп, близ итальянской границы, на высоком (1860 м) перевале того же имени (Col du Mont-Gen è vre), соединяющем долину Дюрансы с долиной Доры Рипарии. Помпей считается первым проложившим здесь правильный путь. Войска проходили здесь в 1494, 1814 и 1859 гг. Нынешняя шоссейная дорога построена французами.

Мон-Луи

— небольшая, но весьма сильная крепость во французском департаменте Восточных Пиренеев, на дороге из Перпиньяна через Пюисерду в долину Сегре. Стены и казармы М.-Луи построены большей частью из гранита, а рвы высечены в скале.

Мон-Пердю

(Mont Perdu) — вторая по высоте вершина в Пиренеях, 3352 м, к З. от Маладетты, на исп. территории, часть массива Трес-Сорельяс (т. е. "трех сестер: Силэндр, Марборе, М.-Пердю"); впервые достиг вершины в 1802 г. Рамон. Немного к З. от М.-Пердю через хребет ведет Ронсевальское ущелье.

Мон-Сен-Жан

(Mont-Saint-Jean) — деревенька в бельг. провинции Брабант, по которой французские историки называют битву при Ватерлоо (см.). Близ нее искусственный, высотой в 60 метр., холм с колоссальным, вылитым из захваченных пушек львом, как памятник сражения.

Мон-Сенис

(Mont-Cenis) — горный проход через главный альпийский водораздел, на франко-итальянской границе, 2091 м высоты над уровнем моря. На В. — гора Пунта-Рончия (3620 м) на З. — вершина Клэри (3165 м), к Ю. от последней проходит Малый Монсенисский горный проход (2201 м над уровнем моря). К Ю. от М. расположено озеро Лаго-дель-Мончениссо, на высоте 1913 м. Преобладающие горные породы — известняки, кварциты, ангидриты и сланцы. Проход М. был известен римлянам (Mons-Geminus). В 1803—1810 гг., при Наполеоне I, проведена Монсенисская дорога из Модане в Сузу, длиной 60 клм. На М. построен бенедиктинский монастырь. О железной дороге и туннеле через М. см Монсенисская железная дорога.

Мона

(Cercopithecus mona) — см. Мартышки.

Мона Шарлеман Эмиль

(de Maupas) — французский политический деятель, род. в 1818 г.; написал "Consid érations sur le système des impô ts" (П., 1841), во время управления Гизо был супрефектом. Отставленный временным правительством, он примкнул к партии бонапартистов и быстро поднялся на служебной лестнице до звания префекта полиции в Париже (1851, ноябрь). Он был одним из немногих лиц, посвященных Людовиком-Наполеоном во все подробности предстоявшего переворота, и обнаружил большую решительность при его исполнении: ему было поручено арестование всех опасных лиц. В одной из опубликованных им прокламаций (2 декабря) он приглашал парижан сохранять спокойствие, угрожая в противном случае суровыми мерами репрессии, а в другой (4 декабря) объявлял, что будет без предварительного приглашения разойтись рассеивать скопления народа открытой силой, и запрещал движение по улицам всех общественных и частных экипажей, кроме занятых перевозкой снарядов или съестных припасов. Несколько недель спустя М. был назначен министром полиции. В этой должности он организовал шпионство, систематически теснил печать. Его попытка арестовать и сослать без суда в административном порядке 21 наиболее влиятельных журналистов была заранее обнаружена Жирарденом и не удалась. В 1853 г. министерство полиции было уничтожено, и М. был назначен посланником в Неаполь; через год он занял место в сенате, где был одним из крайних консерваторов. После падения Империи тщетно пытался возвратиться к политической деятельности.

В. В—в.

Монада

(философ.) — см. Лейбниц.

Монадовые

— см . Биченосны.

Монады

(Monadineae Cienkowski) — низшие организмы, близкие, с одной стороны, к простейшим животным, с другой — к миксомицетам (см.), причисляемым обыкновенно к растительному царству. С последними их иногда соединяют в одну группу (Amoeboideae Гоби, Mycetozoa в широком смысле Цопфа). Большую часть жизни М. проводят в виде маленьких амёбообразных существ — амёбоидов. Амёбоиды движутся, питаются и растут; они могут размножаться делением и сливаться друг с другом в маленькие плазмодии (ср. Миксомицеты). Зрелые амёбоиды и плазмодии окружаются оболочкой и превращаются в неподвижные цисты. Содержимое цисты распадается на несколько (2—4) или на много частей; последние выходят наружу в виде новых амёбоидов или же в форме зооспор (зоогонидий), которые потом превращаются в амёбоиды. М. живут большей частью в воде — пресной и морской; одни питаются мертвыми веществами (наприм. крахмальными зернами), другие живыми водорослями, третьи ведут паразитный образ жизни. Роды — Protomonas, Pseudospora, Vampyrella и друг. Подробные указания и фиг. см. L. Cienkowski, "Beitr äge zur Kenntniss der Monaden" ("Archiv fü r mikroskop. Anatomie", т. I, 1865), Xp. Гоби, "О группе Amoeboideae, предшествующей хифомицетным грибам" ("Труды СПб. общества естествоиспытателей", т. XV, 1884); W. Zopf, "Die Pilzthiere oder Schleimpilze" (1887).

Г. H.

Монако (дополнение к статье)

— княжество в Европе, занимает всего 1,5 кв. км.; жителей в 1900 г. было 15180.

Монако, город

— гл. город княжества того же имени, недалеко от Ниццы, на высокой скале (60 м), покрытой кактусами и африканской растительностью. Прекрасный замок с великолепными садами, морские купанья, маленькая гавань. Климат мягкий, как в Ницце. В близлежащей деревне Ла-Тюрби развалины из римских времен: "Трофеи Августа". Жит. 3292.

Монако, княжество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мональ

(монуал) см. Лофофор.

Мональдески Джованни

(маркиз Giovanni Monaldeschi) — любимец королевы Христины Шведской, принадлежал к итальян. дворянскому роду Асколи; был после разрыва королевы Христины с испанской партией (1656) ее обершталмейстером и несколько раз был отправляем к иностранным дворам с дипломатическими поручениями. Когда М. был во второй раз при французском дворе, королева Христина, доведенная неверностью своего любимца до болезни, приказала умертвить его в Фонтенбло (10 ноября 1657 г.). Ср. "Relation de la mort de Monaldeschi" (П, 1701).

Монардовое масло

(Monardöl, Ess. de Monarde) — получается гонкой, в количестве 3 % из Monarda punctata, растения из сем. губоцветных, очень обыкновенного в Сев. Америке и носящего там название конской мяты. Масло окрашено в красновато-желтый или коричневый цвет и обладает острым, напоминающим тимол и мяту запахом. Уд. вес 0,93 — 0,94; вращение плоскости поляризации очень слабое, вправо. При долгом стоянии из масла выпадают кристаллы тимола, который и составляет главную (до 62 %) составную часть масла. Далее в масле находятся: цимол (до 30 %), линалол, карвакрол и лимонен. Из другого вида Mona r da, а именно M. fistulosa, известного в Америке под названием "Wild Bergamot" добывается также эфирное масло. Уд. в. его 0,916 — 0,941; вращение плоскости поляризации слабое, влево. Главная составная часть этого масла карвакрол (52 — 58 %); далее в нем содержится цимол, лимонен и какие-то другие ближе не изученные кристаллические вещества.

К. Дебу.

Монархиане

— христианские еретики конца II и III в. Христианство, в противоположность греко-римскому политеизму и восточному дуализму, учило о едином начале (μόνη αρκή) всякого бытия, о единстве Бога. Усиливая односторонне это учение, вероятно под влиянием иудейства, некоторые стали ослаблять силу другого христианского догмата — о троичности лиц в Боге, находя эту троичность в том виде, как о ней учит церковь, несовместимой с единством Божиим. Еще во II в. Иустин Философ в "Разговоре с Трифоном иудеянином" говорит, что некоторые в его время отрицали личность Бога-Слова (λόγος), признавая его лишь силой (δύναριις) Отца, которую отец то проявляет, то возвращает в себя. Позже, чтобы удержать в силе учение о единстве, стали прямо отрицать Божество Сына и Св. Духа или же имена Отца, Сына и Св. Духа стали понимать как три последовательных момента или проявления одного Божественного лица, единого начала всякого бытия. Первым распространителем такого взгляда был Феодот, родом византиец, кожевник по профессии, но человек образованный. Отрекшись от Христа во время гонения, он явился в Рим, где, оправдывая свое отречение, говорил, что он отрекся не от Бога, а от человека; другими словами, он считал Иисуса Христа за человека, находившегося под руководством божественным. Феодот был осужден Папой Виктором. После него то же самое учил Артемон, доказывая, что его учение есть учение Св. Писания и первоначальное учение самой церкви. Впрочем, артемониты занимались больше философией Аристотеля и математикой, чем богословием. Более подробно излагал учение монархианизма Праксей, родом из Азии, в конце II века явившийся в Риме, а в конце жизни находившийся в Карфагене. Основываясь на некоторых изречениях Св. Писания, он утверждал, что Отец, Сын и Св. Дух — одно и то же лицо, лишь различно обозначаемое соответственно отношению его к миру. Сын был Отцом, когда открывал себя во вне, напр. в творении и вочеловечении; Христос был сам Бог-Отец, а имя Сына относилось только к человечеству Христа. Тертуллиан, опровергший это учение в своем сочинении "Adversus Praxeam", назвал его патрипассианством (patripassionismus, т. е. учение о страдании Отца в лице Иисуса Христа), так как, по его мнению, из учения Праксея следовало, что страдал Отец; но сам Праксей относил страдание только к человеческой природе Иисуса Христа. Идею Праксея развивал Ноэт, родом из Ефеса или Смирны; отлученный от церкви (около 230 г.), он вскоре умер. Ученик Ноэта, Эпигон, отправился в Рим, где склонил к ереси некоего Клеомена, который основал школу ноэтианства. Самостоятельное развитие монархианства представляет учение Савеллия, которое в течение долгого времени играло значительную роль в истории христианских догматов и рассматривается как особая ересь (см. Савеллианство).

Н. Б—в.

Монархисты

— название политических партий, стоящих за восстановление низвергнутой в стране монархии или отстаивающих монархию против угрожающего республиканского движения. М. существовали некоторое время в Мексике (см.); в Испании во время республики существовало несколько монархистских партий (унионисты — сторонники Монпансье, прогрессисты или либералы-сторонники Амедея, потом Альфонса, наконец карлисты — см. эти сл.). Наиболее значительную роль М. сыграли и играют до ныне во Франции (см. Роялисты; в точном смысле слова бонапартисты тоже являются монархической партией).

В. В—ов.

Монархисты (дополнение к статье)

Все партии, образовавшиеся в Poccиu в 1905 г. — кроме социал-демократов и социалистов-революционеров, — являются монархическими, но именем монархистов называют себя группы, более или менее открыто стремящиеся к восстановлению неограниченной власти монарха. Партии, которая называлась бы только именем "монархической", нет; были только маленкие группы, которые скоро принимали иное название, напр. "Царь и свобода", "монархическая народная партия". Наиболее сильная монархическая партия, отстаивающая возврат к прошлому — "Союз русских людей".

Монархия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монархомахи

(собственно "борцы против монархии") — название, применяемое в истории политических теорий к сторонникам революционных учений, оправдывающих восстание и тираноубийство во имя естественного права или во имя интересов церкви. В более тесном научном смысле этот термин охватывает лишь публицистов и политических теоретиков второй половины XVI в., выступавших в эпоху религиозных войн во Франции, Нидерландах, Испании, Германии, Шотландии против притязаний абсолютной монархии. В этом смысле термин М., возникший в ученой среде, впервые встречается в сочинении монархиста Барклая (Barclay — шотландец, живший во Франции), вышедшем в 1600 г. под загл.: "De regno et regali potestate adversus Buchananum, Brutum, Boucherium et reliquos monarchomachos libri sex". Общая черта соединенных здесь в одну группу публицистов протестантского и католического лагеря (в последнем особенно выделяются иезуиты) заключается в том, что, действуя под влиянием возродившейся в XVI в. теократической идеи, они стремятся поставить религиозные требования выше всякого политического закона и власти. В своих попытках отыскать опору против верховной светской власти М. приходили к поддержке старых сословных и корпоративных прав и привилегий, к защите земских чинов, представительных собраний, провинциальных и городских вольностей и т. д.; в учреждениях такого рода они видели как бы охрану народа от произвола государя (эта идея еще раньше развита кальвинизмом). По мере усиления борьбы под учреждения и формы, которые должны были гарантировать свободу и права подданных, М. стали подставлять принцип народного верховенства, идею неотъемлемых прав народа, вытекающих из первоначального договора. Отсюда одни приходили к требованию аристократической, другие (преимущественно католики) — демократической конституции; третьи останавливались на идеале федеративного государства. Все они с большей или меньшей горячностью призывали к искоренению всякими средствами нечестивого и беззаконного тирана, идущего против Божьей воли и против охраняемых Богом прав народа. Главное поле полемической деятельности М. — Франция в 70-х и 80-х гг. XVI в., когда против правительства последних Валуа поднялись провинции, сословия, гугеноты, лигёры. Наиболее видное место среди М. занимают: французские кальвинисты — Готман (см.), главное произведение которого, "Franco-Gallia" (1573), представляет политический трактат в форме исторического исследования, и скрытый под псевдонимом Junius Brutus (может быть, Дюплесси-Морне) автор трактата "Vindiciae contra tyrannos" (около 1577); далее испанский иезуит Мариана (см.), француз-лигёр Буше (см.), шотландец Букэнэн (см.), иезуит Суарэз и немецкий публицист Альтузий. Монархомахи являются важными предшественниками теоретиков естественного права и конституционалистов XVII и XVIII в. Об учениях М. в связи с общим развитием политической мысли и современным им политическим движением см. О. Gierke, "Joh. Althusius und die Entwicklung der naturrechtlichen Staatstheorien" (Бресл., 1880, в "Untersuc h. z. deut. St. u. Rechtsgesch.", т. VII); Treumann, "Die Monarchomachen" (Лпц., 1895, в "St.- u. v ö lkerrechtliche Abh." 1). Теории франц. М. подробно изложены у Pohlenz'a, "Geschichte des franz ö sischen Calvinismus" (Гота, 1857—69, т. III), и в книге Weill, "Thé ories sur le pourvoir royal en France pendant les guerres de religion" (П., 1892). См. также статью об этих книгах в "Журн. Мин. нар. пр. за 1896 г.

Р. В.

Монастырев Матвей Яковлевич

— писатель, инспектор Екатеринославской духовной семинарии. Учился в Казанской духовной акд., где получил степень магистра за сочинение "Историч. очерк австрийского священства после Амвросия" (Казань, 1878). С 1884 г. редактирует "Екатеринославские епархиальные ведомости", где поместил много статей о местном сектантстве.

Монастыревы

— дворянский род, происходящий, по сказаниям родословцев, от князей смоленских и несомненно восходящий к жившему в XIV в. Александру Монастырю. Один из сыновей его, Дмитрий, убит в 1378 г. в бою с татарами на Воже. Петр Михайлович М. убит при взятии Казани (1552); Иван Федорович был воеводой в Кетском остроге (1666), Нарыме (1667) и Томске (1671). Род М. угас в начале XIX в. Есть еще два рода М., позднейшего происхождения.

Монастыри

— см. Монашество.

Монастыри, Монастырские сопки

(у киргизов Аир-тау) — горная группа Семипалатинской области, Кокбектинского округа, верстах в 80 к Ю. от Усть-Каменогорска. Поднимаясь посреди степи, видна более чем за 80 вер. и своим очертанием напоминает форму м-ря с 3-мя колокольнями. Горная масса состоит из крупнозернистого гранита.

Монастырища

— мст. Киевской губ., Липовецкого уезда, в 60 вер. от уездного города, при верховье рч. Конелы. Жителей ок. 7,5 тыс. 4 церкви, костел, синагога, евр. молитв. школа, винокуренный, пивоваренный и кирпичный заводы. Жители, кроме хлебопашества, занимаются в больших размерах садоводством и пчеловодством.

Монастырище

— местечко Черниговской губернии, Нежинского уезда, в 34 верстах от уездного города, при реках Удае и Рудке. Жителей 4469. 5 церквей, больница, 2 кирпичных завода, маслобойня. Жители занимаются хлебопашеством, табаководством. М. 3 раза терпело разорения от татар. В 1637 г. оно принадлежало Вишневецкому, а потом сделано сотенным мст. Прилукского полка.

Монастырские вотчины и доходы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монастырский

(Нестор Дмитриевич, 1847—1888) — хирург, сын священника в Буковине; занимался в Вене под руководством Бильрота, 1875 г. переехал в Россию. Во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. он заведовал Ясским госпиталем. С 1885 г., т. е. с года основания Клинического института вел. кн. Елены Павловны, занимал в нем кафедру хирургии. Кроме статей на русском и немецком яз. в различных периодических изданиях, напр. "Отчет о деятельности постоянного русского лазарета общ. попечения о раненых и больных воинах" ("Военно-мед. журн.", 1879), "Исторические сведения о чуме в Москве 1770—72 гг." ("Протоколы Общ. русских врачей", 1878—79), "К казуистике вывихов в шейном участке позвоночного столба" ("Еженедельная клиническая газета", 1882), "К вопросу о лечении рубцовых сужений пищевых путей токсического происхождения" (там же, 1883), "К морфологии мизомицета сапа" (там же), "Beobachtungen über das Verhalten des Rotzpilzes im menschlichen Organismus" ("St.-Petersburger medicinische Wo chenschrift", 1885), "Zur Steuer der Wahrheit! Ein Beitrag zur Geschichte und Casuistik der osteoplastischen Resection des Fusses nach Wladimirow-Miculicz" (там же, 1886) и др. М. напеч.: "К патологии бугорчатой проказы (lepra tuberosa)" (диссертация, СПб., 1877), "О современном лечении ран" (лекции, читанные в Клиническом институте в 1885—86 г., СПб., 1886), "Современные взгляды на патологию и терапию воспалений суставов" (лекции 1886—87 г., СПб., 1887).

Монастырский камень

— гора Томской губернии, Змеиногорского округа, на правом берегу р. Чарыша, близ дер. Усть-Пустынной. Гора возвышается на 1400 фт. над уровнем р. Чарыша, совершенно отвесна и состоит из беловато-серого с красными прожилками мрамора. В горе несколько пещер.

Монастырский приказ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монастырское урочище

— остатки земляных укреплений в Области Войска Донского, Черкасского окр., на прав. берегу р. Дона, в 5 вер. ниже ст-цы Старочеркасской. Здесь был укрепленный казацкий город Монастырский или Нижний Яр (в некоторых актах — просто Нижний). С 1620 по 1637 г. здесь был админ. центр донцов, перенесенный потом в Азов. В 1644 г. М. был сожжен турками и более не возобновлялся. С М. связано много преданий; до наст. времени ежегодно в субботу на сырной неделе здесь совершается панихида по погибшим в 1644 г. казакам.

Монастырщина

— мст. Могилевской губ., Мстиславского у., в 35 вер. от уездн. города, при pp. Вехре и Железнике. Жителей 1896; две православных церкви, синагога и 2 еврейских молитвенных школы; кожевенный зав., круподерня; лавок 66.

Монастырь

(болгарск. Битоль или Бетель [обитель?] турецк. Толи-монастир, лат. Bitolia, Butelium) — гл. г. вилайета в Западной Македонии (европ. Турции), на высоком логе (550 м высоты, 20 км шириной и 70 км шириной), окруженном высокими горами и прорезанном р. Черной (Црена; турецк. Кара-су), главным притоком р. Вардара, на болотистой почве. М. имеет большое торговое значение, так как лежит на перекрестке дорог, ведущих из г. Солуня (Салоник) в Драч (Дураццо), так называемой Via Egnatia, и из Софии в Янину; большой базар. Население М., доходящее до 50 тысяч, состоит из болгар, сербов, турок, греков, евреев, куцовлахов и цыган и занимается преимущественно ремеслами. Консульства русское, австрийское, греческое и великобританское. В плодородных окрестностях М. население живет земледелием, возделывая пшеницу, кукурузу, табак и марену. М. — конечный пункт железнодорожной линии Солунь — М. На месте М. был древний г. Гераклея-Линкестида, служившая (под именем Битоль) столицей болгарского царя Гавриила или Радомира в 1014—1015 г. В 1806 г. город был взят и разорен Али-пашой Янинским.

Монаул

— см. Лофофор (птица).

Монахов

(Ипполит Иванович, 1841—1877) — известный актер. Получив образование в Киевском унив. по историко-филологическому факультету, службу в Сенате променял на служение сцене, сначала как любитель, с 1865 г. как артист СПб. Александринского театра. Известен был как хороший чтец куплетов. Играл с значительным успехом Молчалина и Чацкого, Хлестакова, Кочкарева ("Женитьба" Гоголя). У Вольфа ("Хроника СПб. театров", ч. III) приведен перечень 130 исполненных М. ролей. См. В. М. Сикевич, "Былые встречи" ("Исторический вестник", 1893, апрель).

Ум.

Монацит

— минерал, состав которого может быть выражен формулой (Ce, La, Di)PO 4, т. е. соль церия, лантана и дидимия от ортофосфорной кислоты. Его кристаллы принадлежат одноклиномерной системе и имеют желтый, красновато-бурый, гиацинтово-красный, оливиново-зеленый цвет, с жирным блеском. Тв. 5—5,5; уд. в. 4,9—5,2. Месторождения: Урал (Миаск и р. Санарка), Восточная Сибирь (в россыпях), Коннектикут (Норвич и Честер), Сев. Каролина, Бельгия и некот. др.

П. З.

Монашенка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монашеское одеяние

— обыкновенно черного цвета, должно непрестанно напоминать монаху данные им обеты и располагать его к глубокому смирению. М. одеяние различается по трем степеням монашества. Новоначальные монахи носят рясу (ράσα, одежда смирения, презренная, неопоясанная) и камилавку (см.). Монахи второй степени, или малосхимники, опоясываются под рясой кожаным поясом в знак умерщвления плоти, покрываются сверх камилавки клобуком (см.), означающим шлем спасения, а сверх рясы одевают мантию (см.) или паллий (см.) — безрукавную одежду, охватывающую все тело в знак того, что все члены тела у монашествующего мертвы для мира. Монахи третьей степени, или великосхимники, вместо клобука покрываются кукулем (см.), который закрывает голову и спускается на оба плеча, грудь и спину и везде покрыт изображениями св. креста. Кукуль наз. кукулем беззлобия, ибо он должен непрестанно напоминать великосхимнику обязанность хранить незлобие и младенческую простоту. Наконец, монах опоясывается так наз. аналавом или параманом (см.), располагаемым крестообразно, для всегдашнего напоминания, что монах должен носить на теле своем язвы Иисуса Христа. Параман носят и малосхимники.

Монашеское письмо

или новоготическое письмо — название письма в документах и рукописях XIII—XVI вв., происшедшего из римского письма и получившего под руками монахов более угловатый и остроконечный вид вследствие прибавления разных украшении и вычурностей; отсюда его название в дипломатике — угловатые минускулы. Красивейшее М. письмо встречается в т. наз. миссальных типах, применявшихся в служебниках и антифонариях; ему подражали изобретатели книгопечатания и их преемники, так что и в настоящее время известный калибр шрифта носит название миссального типа. Из романских языков М. было вытеснено круглым римским шрифтом (Antiqua), из немецкого, в XVI в. — ныне употребительным печатным шрифтом (Schwabacher и Fraktur). Новейшим подражанием М. являются английские Black letter.

Монашество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монбар Елена

(von Monbart) — немецкая писательница, известная под псевдонимом Ганс фон-Каленберг. Род. в 1870 г. Обратила на себя внимание немецкой критики и читателей смелыми реалистическими изображениями современной жизни, подчас переходящими в область непристойного. Более известные ее произведения: "Ein N arr" (1895), "Der letzte Mann", "Nixchen", "Der Alte", "Die Familie v. Barchwitz", "Die Jungen", "Miser", "Die Sembritzkys", "Der Fremde", "Eva Sehring", "Ulrike Dhuym", "Die Starke Frau von Grernheim", "Gesellschaftstypen", "Häusliches Glück", "Die sieben Geschichten der Prinzessin Kolibri", "Der Weg des Lebens" (1905).

Монбельяр

(Montbé liard) — город во франц. дпт. Дуб, при слиянии pp. Аллан и Лизен, на Рейн-Ронском канале. 8417 жит. (1891), замок на высокой скале (теперь казармы), библиотека, архив, музей, сиротский дом, памятники Кювье, полковникам Данферу и Рошеро. Хлопчатобумажные фбр., литейные зав., выделка часов и кож. Торговля деревом, сыром и скотом. М. был в X ст. главный город графств Зундгау и Элсгау, с 1395 г. принадлежавших Вюртембергскому дому, в зависимости от Франции, а в 1793 г. конфискованных Франциею и уступленных ей по Люневильскому миру (1801). В 1870 г. был осажден немцами. Ср. Duvernoy, "M. au 18 si è cle" (Монбельяр, 1891).

Монблан

— высочайшая гора в Европе, на гран. франц. дпт. Верхней Савойи и итал. пров. Турин, служит водоразделом р. Роны и По, 4810 м выс., принадлежит к Савойским Альпам, составляет с соседними горами особенную массу, которая почти вся кристаллическая; имеет веерообразную структуру; главный состав ее протогин, окруженный гнейсом, слюдой и сланцем. Вершины или закруглены, или в виде зубчатых утесов. Главная цепь поднимается в виде крутого скалистого глетчера между pp. Арв и Дора-Балтеа и круто обрывается к Ю.В. На С.З. отделяются боковые ветви, разделенные глетчерами и снежными полями; здесь возвышаются Эгюиль-де-Трелатет и Дом-де-Мьядж, а к Ю. — М.-Моди, Эгюиль-дю-Жеан, скалы Грандов и Маленьких Жорасс, Эгюиль-де-Талефр (3750 м), де-Триоле (3879 м) и М.-Долан (3830 м). Удобные проходы только на краях горы, потому что только там хребет понижается до 3300 м; поперек хребта встречаются только ледяные дорожки, как Коль-дю-Жеан (3362 м), Коль-де-Миан (3403 м) и Па-д'Аржантьер. Из 30 глетчеров главнейшие: Аржантьерский, Боа, Мер-де-Глас и Боссон на З., Триент на С., глетчеры: де-Миаж, де-ла-Бренва, дю-М.-Долен и де-Салейноц на В. В 1768 г. первый взошел на М. Жак Балмат, потом д-р Паккар, в 1787 г. Соссюр, ныне эти путешествия совершают даже женщины. Ночлегом служит маленькая гостиница Гранд-Муле, от которой до высочайшей вершины 6 часов. Кругозор обнимает 200000 кв. м. С 1893 г. на вершине обсерватория (Петр Жансен).

Монбрён Луи-Пьер

(Louis-Pierre Montbrun, 1770—1812) — известный франц. кавалерийский генерал, за необыкновенную храбрость свою прозванный "вторым Баярдом". Участвовал в большей части войн, веденных Наполеоном; в сражении под Бородиным, командуя кавалерийским корпусом, убит ядром.

Монбутту

(также гуру-гуру) — народ в верхнем течении р. Уелле, в Центральной Африке, между 3—4° с. ш. и 28—29° в. д. от Гринвича, принадлежит к нубийской группе (см.). Область, занимаемая М., представляет хорошее, орошенное, богатое лесами и дичью плоскогорье (ок. 12000 кв. км). М. насчитывают до 1 млн. М., как и другие народы нубийской группы, представляют переход от чисто негрского племени к южно-средиземноморской расе. Цвет кожи коричневый, волосы курчавые. Мужчины прикрываются подобием платья из пальмовой коры; женщины ходят почти совсем нагими, но раскрашивают и татуируют тело. Оружие М. — копья, лук и стрелы. Монбутту — лучшие кузнецы среди всех народцев Центр. Африки. На высокой ступени развития стоят их гончарные изделия и резьба на дереве. Жилища их правильно и искусно построены. Земледелие и скотоводство в пренебрежении. Главный промысел — охота за слонами, буйволами и антилопами. Любимая пища — человеческое мясо. Несмотря на каннибализм, М. стоят в культурном отношении значительно выше своих соседей. Управляются князьками, пользующимися монопольным правом на добычу слоновой кости. О религии М. мало известно; жрецы, при помощи оракула (мапинга), имеющего особый храм, пользуются влиянием. Ко времени зрелости для мужчин обязательно обрезание. Ср. Schweinfurth, "In Herren v. Afrika" (Лпц., 1875); Junker, "Reisen in Afrika" (1889—91).

Монвид

— старший из сыновей Гедимина, от первого брака его с жмудинкой Видой. Отличаясь миролюбием, М. не воспользовался правами первенства и княжил только в городах, доставшихся ему в удел — Кернове и Слониме. Умер около 1341—44 г., не оставив потомства.

Монвик

— залив в Финском заливе, на Эстляндском берегу, между мысом Палкенен на В. и Пертлинем на З., якорное место при глубине 8—9 саж.; грунт иловатый. Залив закрыт от всех ветров, кроме сев.-зап., высокими лесистыми берегами в островом Экгольм в 2,5 вер. длиной, лежащим в 4 вер. к С.В. от мыса Переспе. В южной части залива лежат 3 маленькие о-ва, назыв. Вигастулода; от них до берега идет мель. Вход с моря удобнее с З., по проливу между мыс. Переспе и о-вом Экгольм. В М. впадает рч. Вигаста.

Монгир

(Monghir, Mungir) — гopoд в индобрит. провинции Бенгале, на южном берегу Ганга; старинный форт; 57077 жит. (1891 г.; 2/3 индусов, 1/5 мусульман, 322 христианина); славился прежде огнестрельным и холодным оружием, теперь вывозит, главным образом, индиго (в округе его производится 147000 кгр.). Вода лежащих в 6 км к В. горячих источников (54—59°) в Ситахунде развозится по всей Индии.

Монго

или монгоц (Lemur mongoz) — см. Маки.

Монголия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монголы

(в антропол. отношении). — С типом монголов европейцы познакомились, по-видимому, не ранее IV в. (эпохи нашествия гуннов) и в особенности ХIII-го века (эпохи нашествия М.-татар). Начало научных наблюдений над М. относится лишь к XVIII в. и связывается с именами Кампера, Блуменбаха, Палласа и др. В половине XIX в. выделяются работы Бэра — над черепами калмыков, а в позднейшее время — исследования Мечникова, Деникера, Вирхова, Мацеевского и Пояркова (над народностями Кульжи), Колльмана, Уйфальви и др., особенно же А. А. Ивановского (над М. торгоутами) и д-ра Шендриковского (над бурятами). На основании всех этих наблюдений можно сделать такую характеристику М. Они роста среднего, чаще низкорослые, чем высокорослые; волосы на голове черные, прямые, довольно жесткие и толстые, средней густоты; плешивость очень редка, даже в глубокой старости. Борода и усы пробиваются только в возрасте около 25 лет, достигают к 40 годам малой величины, а после 40 лет — средней, состоя из довольно редких волос. На теле растительность встречается только под мышками и на pubis'e. Цвет кожи отнюдь не "желтый", как иногда называют монгольскую расу, а светлый, особенно на закрытых частях тела, немногим смуглее европейского. Мечников обратил внимание на складку у внутреннего угла глаза, иногда совершенно закрывающую слезный бугорок. Складка эта бывает выражена резко у молодых субъектов, до 20 лет, но затем она начинает сглаживаться и после 40 лет исчезает. Радужная оболочка глаз обыкновенно каряя, иногда черная. М. отличаются большой остротой зрения и обыкновенно дальнозорки. Зубы обыкновенно большие, блестяще-белые, стоят плотно один к другому; выпадение зубов редко бывает ранее 60 лет. Нос — довольно длинный, широкий, плосковатый во своей верхней части, с широкими ноздрями; губы средней величины, как и уши, которые обыкновенно несколько отогнуты наперед и в нижней своей части вытянуты по направлению к углам нижней челюсти. Голова относительно большая; величина ее (т. е. расстояние в вертикальной проекции между макушкой и нижним краем подбородка) составляет, в среднем, 14 % роста; у малорослых субъектов она больше (относительно), чем у высокорослых. Горизонтальная окружность головы большая, продольная — умеренная; поперечные диаметры значительны и по относительной ширине головы М. — типичные брахицефалы (всего 9 % средне- и длинноголовых, остальные широкоголовые). В лице может быть констатирована малая длина верхней трети (лба) по отношению к средней (носу) и нижней (челюстям) и значительное развитие скул (в ширину); характерна еще ширина переносья. Грудь у М. обыкновенно широка; окружность груди у мужчин почти всегда превышает величину полуроста, таз тоже широкий. Плечо сравнительно с предплечьем несколько длинно (обратно тому, что у негров); в ногах некоторая короткость голени; у М. часто встречается кривоногость, обусловленная, вероятно, постоянной ездой верхом и сиденьем с поджатыми ногами. Вместимость черепа у М. сравнительно большая. По размерам черепа и другим признакам наиболее типичными М. можно считать (из исследованных племен) тарбагатайских торгоутов; за ними следуют кульджинские калмыки. В новейшее время вышла работа Шендриковского о бурятах-селенгинцах, из которой видно, что буряты-казаки роста ниже среднего (хотя попадаются и выше среднего); туловище у них средней длины, но относительно роста довольно длинно; плечи средней ширины, таз очень широкий; руки довольно длинные. По форме головы буряты относятся к высшим степеням короткоголовости; они широколицы, хотя не в такой высокой степени, как калмыки; нос у них короток, широк и приплюснут; межглазничное пространство очень широко и равно нижней ширине носа. Не все субъекты одинаково типичны; Шендриковский полагает, что в этом племени можно видеть продукт смешения по крайней мере двух племен. Признаки монгольского типа встречаются и за пределами собственно М. — у восточных тюркских племен (особенно у якутов), у тунгусов; вариации его характеризуют также японцев, китайцев, сиамцев, а равно некоторые племена крайнего С.В. Азии и Севера Америки. Некоторые монгольские признаки, напр. узкоглазость (складка у внутреннего угла глаза), плосконосость и т. д., встречаются часто в младенческом возрасте и у европейской расы. В смешении с другими типами монгольский отличается живучестью и дает себя знать у помесей черными и прямыми волосами, жидкой бородой, скуластостью и т. д. Ср. А. А. Ивановский, "М.-торгоуты" (в "Изв. Имп. общ. люб. ест., антр. и этн.", т. LXXI, М., 1893); его же, "Zur Anthropologie der Mongolen" (в "Arc hiv fü r Anthropologie", т. XXIV, 1896); Шендриковский, "Материалы к антропологии бурят (селенгинцев)" (СПб., 1894). У Ивановского указана вся прочая литература.

Д. А.

Монгольские язык и литература

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монгольфье, Монгольфьер

(Mongolfier): 1) Иосиф-Мишель (1740—1810) — изобретатель воздушного шара. Вместе с братом своим Жаком-Этьенем посвятил себя изучению математики и физики, вместе с ним потом принял в управление бумажную фабрику отца в Аннонэ и в 1783 г. построил первый шар, поднимавшийся нагретым воздухом, так назыв. монгольфьер (см. Аэронавтика, Аэростат). В 1784 г. он изобрел парашют, в 1794 г. особый аппарат для выпаривания, а в 1796 г. с Argand'ом гидравлический таран. Во время Революции он перешел в Париж и сделался здесь администратором Консерватории искусств и ремесел и членом совещательного бюро по искусствам и мануфактурам. 2) Жак-Этьен, или Стефан, М. (1745—1799), брат предыдущего, был архитектором, сочинениями Пристлея был приведен к мысли о воздухоплавании и участвовал потом во всех изобретениях и предприятиях брата. Сочинения обоих братьев: "Discours sur l'a ërostat" (1783), "Les voyageurs aériens" (1784), "Mémoire sur la machine aé rostatique" (1784). Памятник обоим братьям открыт в Аннонэ в 1883 г.

Монгомери

— графство в сев. части Валлиса в Англии, 2003 кв. км., жителей (1901 г.) 54892. Восточная часть М. плодородна; здесь процветает земледелие. Западная часть гориста; добываются свинец, цинк, медь, а также в значительном количестве шифер и жерновой камень. Суконные фабрики.

Монгомери Габриель

(de-Montgommery) — франц. дворянин, происходил из шотландской фамилии и был офицером шотландской лейб-гвардии в Париже. На турнире 30 июня 1559 г. он ранил копьем в глаз французского короля Генриха II и сделался, таким образом, виновником его смерти. Вынужденный вследствие этого прожить некоторое время в Англии, М. перешел там в протестантство и, возвратясь во Францию, в начале гражданской войны стал в ряды реформатов и защищал в 1562 г. Руан против королевских войск. В 1569 г. М. сражался за королеву наваррскую Жанну д'Альбре. Избегнув резни Варфоломеевской ночи, он удалился в Англию и в 1573 г. привел собранный им самим флот для защиты Ла-Рошели. Потерпев неудачу в этом предприятии, он собрал в Нормандии довольно сильный корпус гугенотов и начал за свой страх военные действия, но уже 27 мая 1573 г. должен был сдаться католикам и после долгого заключения был по приказанию Екатерины Медичи обезглавлен 27 мая 1574 г. в Париже.

Монгсен

(Mongs en, seng, seni, mong, itsimon) — японская монета до 1871 г. см. Япония.

Монде Анри

(Mondeux) — франц. феноменальный счетчик. С раннего детства сделался пастухом. Любимыми забавами М. с самого юного возраста были счет кремней, которые он располагал рядами, и следующее за тем комбинирование представляемых ими чисел. Мало-помалу он достиг такой быстроты счета, что стал почти мгновенно отвечать на вопросы встречных людей о представляющем их возраст числе часов или даже минут. Некто Якоби дал ему первоначальное школьное образование, после чего представил его 16 ноября 1840 г. Парижской акд. наук, которая для исследования представляемого М. замечательного явления назначила особую комиссию, составленную из академиков Араго, Коши, Серра, Лиувилля и Штурма. В заседании академии перед избранием комиссии М. на вопросы: чему равен квадрат 756 и сколько минут в 52 годах, через несколько мгновений дал верные ответы. В докладе комиссии о результатах порученного ей исследования, представленном в заседании 14 декабря 1840 г., Коши говорил: "В настоящее время он легко исполняет в уме не только различные арифметические операции, но в очень многих случаях также и численное решение уравнений; он изобретает иногда замечательные процессы для решения множества различных вопросов, трактуемых обыкновенно с помощью алгебры, и определяет собственными способами точные или приближенные значения целых или дробных чисел, удовлетворяющих указанным условиям". О памяти и других способностях М., имеющих отношение к счету, в том же докладе сообщаются следующие сведения: "Мы полюбопытствовали узнать сколько времени употреблял М. для заучивания и удерживания в памяти числа, состоящего из разделенных на четыре грани 24 цифр, в такой мере, чтобы для него сделалось возможным говорить по желанию содержащиеся в каждой из граней шесть цифр. Оказалось, что для этого ему было достаточно пяти минут. М. обладает удивительной способностью схватывать предложения, относящиеся к числам. Один из нас указал ему различные средства упрощения арифметических операций, и он с величайшей легкостью непосредственно осуществил их на практике. Впрочем, было бы заблуждением думать, что память М., столь быстрая в деле представления чисел, может быть столь же легко применяема и к другим целям. Как мы уже заметили выше, ему с трудом дается запоминание названий мест, лиц и предметов, еще не останавливавших на себе его внимания, напр. фигур, рассматриваемых в геометрии. Затем следует указать, что, погруженный в решение задачи, он может заниматься другим делом только в том случае, когда оно не мешает достижению его главной цели. Если же внимание М. обращено на несколько чисел, которые должны быть комбинируемы между собой, то, чтобы иметь возможность следить в уме за ходом операции, мысль его приковывается к ней с такой силой, как будто бы сам он был вполне изолирован от всего окружающего". В заключение доклад выражает желание, "чтобы правительство доставило г. Якоби средства для продолжения его доброго дела и для дальнейшего развития тех редких способностей, которые заставляют надеяться, что обладающий ими необыкновенный ребенок будет со временем отличаться на ученом поприще". Надежда эта, однако, не оправдалась, и М. оказался самым дюжинным человеком во всем, кроме искусства счета; вследствие этого был забыт и умер в нищете. Сведения о М. и в особенности об его искусстве счета и об употребляемых в нем приемах и методах можно найти в "Comptes rendus hebdomadaires des s éances de l'Acadé mie des sciences" (т. XI, июль-декабрь, 1840 г., стр. 820, 952—957) и в ст. журнала "Физико-математические науки": "Бессознательный счет в его современных проявлениях и в историческом прошлом" (1892, т. XI, стр. 16) и "Изучение явлений феноменального умственного счета Парижской акд. наук" (1893—94, т. ХII, стр. 277—283).

В. Бобынин.

Мондего

(Mo ndego) — река в португальской провинции Беира, берет начало на восточном склоне Серра-да-Эстрелья, обтекает эти горы, течет затем по сев.-западному направлению, принимает справа Дано, слева Сеиру и впадает по орошении равнины Коимвры, к Ю. от мыса М., у Фигеиры-да-Фос, в Атлантический океан. Длина реки 200 км, из которых на 84 судоходны.

Монджибелло

— сицилийское название вулкана Этны (см.).

Мондзее

(Mondsee, "лунное озеро") — часто посещаемый курорт в верхнеавстрийском Зальцкаммергуте, с купаньями и водолечебницей; прекрасный климат. Озеро М. богато рыбой; длина его 11,4 км, ширина 2 км, глубина 70 м. Ср. Flatz, "Der klimatische Kurort Mondsee" (Вена, 1884).

Мондови

(Mondovi) — гор. в итал. провинции Кунео. Памятники Карлу-Эмануилу и Беккарии; техническая школа и институт; 3 публичных библиотеки; фабрики машин, чугунных изделий и пр.; 10302 жит. 21 апр. 1796 г. французы под начальством Массены и Ожеро разбили здесь австрийцев, которыми командовал Больё.

Мондоньедо

(Mondoñedo) — город в исп. провинции Луго, на р. Масме; кожевенные изделия и кружева; 10391 жит.

Мондор

— самая высокая часть центральной горной массы Франции, в Оверни; на вершине Пик-де-Санси (1866 м) убежище для путешественников и тригонометрический сигнал. Рядом возвышаются Пюи-Ферранд и Пюи-де-л'эгилье (1849 м). В селении М. щелочно-соленые источники, на высоте 3200' над уровнем моря; прекрасное местоположение, климат суровый, 6 источников, t° 33° — 37° Р. Пруды для купанья. Приезжают больные со страданиями дыхательных органов, ревматики и нервнобольные; для первых ингаляции водяных паров.

Предыдущая страница Следующая страница