Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 53, Мои - Мол)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 53, Мои - Мол)

Предыдущая страница Следующая страница

Моисеенков Федор Петрович

(Моисеенко, 1754—1781) — писатель. В 1774 г. был послан в Фрейберг для изучения минералогии и рудокопного дела, позже был адъюнктом Акд. наук по минералогии и лектором в Горном корпусе. Его труды: "Комедия Екира, или Свекровь", переводы Теренция (СПб., 1773—74), Веллея Патеркула и др., "Mineralogische Abhandlung von dem Zinnstein" (Лпц., 1779).

Моисей

— великий освободитель и законодатель еврейского народа, живший в конце XVI и начале XV вв. до Р. Х. Свое имя (по-евр. Моше) он (по объяснению Исх. II, 10) получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит "взятый из воды". Египтология, впрочем, не имеет возможности точно установить происхождение этого имени и колеблется между "мо" (вода) и "удше" (спасенный) или му ши (взят из воды) и египетским месу — дитя, сын. То и другое производство вполне соответствует данным библейского повествования, по которому ребенок, родившийся у Амрама и Иохаведы, ввиду распоряжения фараона об избиении всех еврейских младенцев мужского пола был положен матерью в осмоленную корзинку и опущен в камыш на Ниле, где и был найден пришедшею купаться дочерью фараона; она взяла его к себе и дала ему блестящее образование. Эта добрая принцесса была Термутис, дочь Рамзеса II, или, по другому предположению, Хат-асу, дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии. М. был посвящен "во всю мудрость египетскую", т. е. во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис. Из Библии известно только, что М., глубоко огорченный рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с еврейскими рабочими, и, опасаясь наказания, бежал на Синайский полуо-в, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет (Исх. II, 11 и сл.). Там, у горы Хорива, он из несгораемой купины получил божественный призыв к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении евреев из Египта. Упорство фараона подвергло страну ужасам десяти так назыв. казней египетских: 1) превращение вод Нила в кровь; 2) нашествие жаб, 3) мошек, 4) песьих мух; 5) мор скота; 6) болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; 7) град и огонь между градом; 8) нашествие саранчи; 9) тьма; 10) смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Евреи, совершив Пасху, двинулись в путь, чудесно перешли через Чермное море и, достигнув Синая, получили полную реорганизацию в религиозно-нравственном и политическом отношениях. Моисеево законодательство и особенно знаменитое "Десятословие" легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Последовавшее за тем 40-летнее странствование по Синайской пустыне сопряжено было для М. с множеством невзгод. Он умер на границе земли обетованной, в которую ему не суждено было войти. М. оставил после себя великое литературное наследие в виде первых пяти книг Библии, так наз. "Пятикнижия" (см.). Ср. I. Флавий, "Древности" (II—IV); Филон, "Жизнь М."; так наз. "Вознесение М." (апокриф, книга 1-го ст.); Laut h, "Moses der Hebräer"; Rawlinson, "Moses, his life and times"; Ebers, "Aegypten u. d. Bü cher Mosis" (1868); А. Лопухин, "Библ. история при свете новых исследований" (т. I); о законодательстве М.: Michaelis, "Mosaisches Recht"; Saalsch ütz, "Mosaisches Recht "; A. Лопухин, "Законодательство М." (1882) и др.

А. Л.

Моисей (Близнецов-Платонов)

(в мире Михаил Ильич Близнецов-Платонов, 1770—1825) — духовный писатель, ректор Моск. духовной акд., епископ Пензенский, затем Нижегородский; известен проповедями, из которых многие были напечатаны (напр. "В день всех скорбящих радости Бож. Матери", 1801 г.; "О патриотизме", 1807 г.; приветственное слово нижегородцам, 1812 г.), и историческими работами, оставшимися в рукописи. Ср. "История нижегородской иерархии" Макария (СПб. 1857).

Моисей Белозерский

св. преподобный, инок Троицкого-Белозерского м-ря известен своей подвижнической жизнью. Жил в XV в. Память его 25 февраля.

Моисей Митрофан

— св., архиепископ Новгородский († 1360 г.); основал несколько монастырей; заботился о распространении в своей епархии духовной образованности, на свой счет содержал писцов и приказывал списывать книги. Память его 25 января.

Моисей Мурин

— по прозв. Ефиоплянир; св. преподобный (325— 400). В молодости М. был атаманом разбойников; впоследствии, раскаявшись, удалился в м-рь, где предался подвижничеству. Память М. Мурина — 28 августа.

Моисей Угрин

— св. преподобный. В молодости служил у св. князя Бориса. В 1015 г., когда св. Борис был умерщевлен на Альте, М. один уцелел из свиты князя и скрылся у Предиславы, сестры Бориса. В 1018 г., при взятии Киева королем польским Болеславом, в числе других был взят в плен и отведен в Польшу и М. По приказанию знатной и богатой польки, от греховной связи с которою М. уклонился, он был оскоплен. Возвратясь в Киев, М. поселился в пещере у преподобного Антония и † в 1043 г. Память его чествуется 26 июля.

Моисей Хоренский

(Moses Chorenazi) — известнейший из армянских писателей; род., по одним, в 370 г., по другим — в 407 г., †, по одним, — в 487 г., по другим — в 492 г. Учился в Александрии, Афинах, Риме, Константинополе; возвратившись на родину, был сделан епископом. Ему принадлежит много сочинений и переводов с греческого (которые не все известны ныне и по заглавиям), которыми он знакомил своих соотечественников с современным ему состоянием христианской учености. Из сочинений М. наиболее известны: учебник риторики, составленный по греч. образцам, "История Армении", доведенная до 442 г. и написанная в интересах Багратидов, и география. М. — величайший авторитет для армянских писателей: он назывался "отцом поэтов и грамматиков", "отцом армянской истории". Сжато, но живо и ярко, классическим языком он излагает не встречающуюся ни у кого из предшествовавших армян. летописцев древнейшую историю армян, тесно связывая ее с библейскими преданиями через Иафетова правнука, Гайка, родоначальника армян. До нас дошла огромная масса рукописей его "Истории", но древнейшая из них не восходит далее XIV в. Первое печатное издание ее появилось в Амстердаме в 1695 г., а в 1736 г. в Лондоне братья В. и Г. Витсон издали армянский оригинал с латинским переводом и пояснительными примечаниями. С самого начала знакомства западноевропейских ученых с М. Хоренским началась беспощадная критика его истории, именно в отношении указываемых в ней источников ее. Во главе последних М. Хоренский ставит сирийца Мар-Абаса-Катину, историографа первого армянского Аршакида, Вахаршака, жившего за два века до нашей эры и нашедшего, по словам М., в Ниневийском архиве греческий перевод одной халдейской книги, сделанный по приказанию Александра Македонского; этот Мар-Абас составил будто бы древнейшую историю Армении, начиная от времен столпотворения вплоть до II века Р. Х. Ученая критика, признавая рассказ о халдейской книге чистым вымыслом, относит сочинение Мар-Абаса, которым пользовался М. Хоренский, к III—IV вв. по Р. Х. (Патканов, Гутшмид); другие исследователи (Карриер, Гарагашиан) совершенно отвергают существование Мар-Абаса. Вместе с тем Карриер (Carri è re) в своем сочинении "Moise de Khoren et les G éné alogies patriarcales" (Пар. 1891) доказывает, что М. изображал армянских патриархов по образцу библейских и что весь его труд в этом отношении не что иное, как фальсификация. Вслед за Гутшмидом Карриер в своих "Nouvelles sources de Mo ï se de Khoren" (Вена, 1893; "Suppl é ment", Вена, 1894) утверждает, что в "Истории Армении" есть заимствования из армянского перевода апокрифического жития св. Сильвестра; подлинник этого жития составлен в начале VI в., а армянский перевод встречается в рукописях как введение к армянскому же переводу церковной истории Сократа, которым также пользовался автор "Истории Армении" и который сделан был в конце VII в. На основании этих и др. данных Карриер относит составление "Истории Армении" к первым годам VIII в. Вывод этот принят наиболее выдающимися арменистами, в том числе и Гарагашианом. Дополнением к этюдам Карриера является исследование Г. Халатьянца "Армянский эпос в истории Армении М. Хоренского" (ч. 1, М., 1896). В числе источников "Истории Армении" указаны армянские устные сказания и песни, что делали ее единственным источником для изучения древнеармянского эпоса. Проследив шаг за шагом отрывки эпического характера в "Истории Армении", Г. Халатьянц приходит к заключению, что все они заимствованы из разнообразных письменных памятников арм. литературы, переводных и оригинальных, относящихся к V—VIII вв., и в большинстве случаев представляют собою более или менее искусную переработку библейских мотивов. Тот же исследователь указывает на анахронизмы в "Истории Армении", низводящие составление ее к концу VIII или даже к началу IX в. Равным образом и география, приписываемая М. Хоренскому, не принадлежит этому армянскому переводчику V в., а относится к VII стол. и, по предположению Патканова, составлена армян. математиком Ананием Ширкаци. "История Армении" переведена на разные европ. языки, в том числе и на русский, Иосифом Иоаннесовым (СПб., 1809) и дважды Н. Эминым (М., 1858, и М., 1893); география переведена на русск. язык К. Паткановым ("Армянская география VII в., приписываемая М. Хоренскому", СПб., 1877); новый ее список, с франц. переводом, изд. Ars è ne Soukry (Венеция, 1881; отрывки из нового списка переведены Паткановым в "Ж. М. Н. Пр.", 1883 г., № 3). На армян, яз. полные собрания соч. М. Хоренского изд. в Венеции в 1843 и 1865 гг. Литература о М. Хоренском приведена Баумгартнером в "Zeitschrift der Deutschen Morgenl ä udischen Gesellschaft" (т. 40-й, Лпц., 1886).

Моисей, выдубицкий игумен

— игумен киевского Выдубицкого м-ря в конце XII в. Ему принадлежит слово по поводу подведения кн. Рюриком Ростиславичем под церковь св. Михаила в Выдубицком м-ре каменной стены. Оно составлено по образцам византийской риторики, но довольно складно и прочувствованно; занесено в Киевскую летопись под 1200 г. См. "Летопись по Ипатьев. сп." (СПб., 1871, стр. 476—479).

А. Л—о.

Моисей, духовный писатель

(Михаил Гумилевский, 1747—1792) — духовный писатель, префект Московской академии, епископ Феодосийский и Мариупольский, замечательный проповедник и эллинист. Напеч.: перевод бесед Макария Египетского (М., 1782; 4 изд. 1851), "Св. Дионисия Ареопагита о небесной Иерархии, или Священноначалии" (с греч., М., 1786), "В Бозе почившему светл. кн. Г. А. Потемкину-Таврическому, по сретении гроба из Ясс и перенесении в Херсон" (М., 1792) и др.

Моисей, экзарх Грузии

(Матвей Михайлович Богданов-Платонов, 1783—1834) — воспитанник СПб. духовной акд., проф. и ректор Киевской академии, потом епископ в разн. епархиях и экзарх Грузии. Проповеди его: "Слово на случай заключения мира с Оттоманской Портой" (СПб., 1829), "Слово в день благодарственного молебствия по случаю прекращения холеры" (СПб., 1831) и др.

Мой Досуг

или уединение — еженедельное издание, выходившее в СПб., в 1801 г.; всего вышло 2 книжки. Издатель А. Т. Борисполец.

Мой журнал

— ежемесячный, литературный и модный (модные картинки и выкройки в приложении) журнал для девочек, издавался в СПб. с 1885 г. Издатель-ред. Н. Аловерт. С 1890 г. обращен в иллюстрированный журнал для детей (мальчиков и девочек) с более широкою программой. Прекратился в 1891 г.

Мойа де Жуан Перис

(Моуа) — испанский математик. Жил в XVI—XVII вв. Род. в Сан-Стефано, в провинции Сьерра-Морена, и был каноником в Гранаде. Из его сочинений заслуживают внимания "Tratado de matem à ticas" (Алкала, 1573) и "Aritmetica practica y especulativa", выдержавшая в течение с 1609 г. до 1761 г. 13 изданий. Некоторые биографические сведения о М. можно найти в книге "Bibliotheca Hispana nova auctore D. Nicolao Antonio Hispalensi I. С." (Мадрид, 1783, т. I, стр. 757).

В. Б.

Мойа Педро

(de-Moya, 1610—66) — испанский живописец, ученик X. де-Кастильо в Севилье. Страсть к приключениям побудила его поступить в солдаты и привела во Фландрию, где на дальнейшее развитие его таланта оказал влияние в особенности в.-Дейк. Возвратясь в Испанию, М. поселился в Гранаде. Картины этого живописца в значительной степени отзываются лондонской манерой в.-Дейка; с нежностью и элегантностью последнего соединяется в них сила испанского колорита. Известнейшие между ними — шесть сцен из жития св. Иосифа (в мадридск. музее), "Мадонна с Младенцем и св. епископом" (в гранадск. соборе), "Непорочное зачатие" (в церкви S. Maria de la Misericordia, в Гранаде), "Св. Алипий, молящийся Богородице" (в црк. св. Августина, там же), "Гадальщица и обворовываемый юноша" (в мюнхенской пинакотеке) и "Любовная сцена за картами" (там же).

Мойва

(Mallotus articus s. villosus) — рыба из отряда отверстопузырных (Physostomi), семейства лососевых (Salmonidae), единственный представитель особого рода Mallotus, близкого к роду корюшка (Osmerus). Тело удлиненное. Чешуи очень малы, по боковой линии и по сторонам брюха несколько крупнее; у половозрелых самцов чешуи эти удлинены и торчат концами наружу, образуя вдоль тела валики с неровной, щетинистой поверхностью. Ротовая щель широкая; задние концы верхнечелюстных костей лежат под серединой глаза; зубы слабо развиты, лишь на языке несколько крупнее. Грудные плавники большие, округленные; спинные отодвинуты далеко назад. Самцы стройнее и с более острой мордой. Спина зеленовато-буроватая, бока и брюхо серебристо-белые с мелкими бурыми крапинками, плавники серые с черной каемкой. Длина 15—25 стм. М. водится в Ледовитом океане между 64 и 75° с. ш. и в начале весны (в марте, апреле, мае) громадными массами приближается к берегам для метания икры. В огромном количестве появляется она на Ньюфаундлендских мелях, у Гренландии, Исландии, Финмаркена и у нас на Мурманском берегу (кроме того, она найдена у Новой Земли и в Белом море). М. имеет весьма важное и притом троякое промысловое значение. По берегам Гренландии жители в огромном количестве вылавливают ее сачками и употребляют в пищу (ее сушат, приготовляя запасы на зиму), по берегам Исландии ее едят в свежем виде при недостатке другой рыбы. У берегов Норвегии и на Мурмане, а также у Ньюфаундленда ее не едят (тем более, что она сильно пахнет), но употребляют массами в качестве наживки при промысле трески и тех рыб, которые ловятся вместе с нею (главным образом — палтуса, пикши, зубатки). В качестве наживки ее употребляют или свежею, или соленою, сушеною и мороженою; для этого служат в Норвегии особые пароходики с приспособлениями для замораживания рыбы, развозящие М. по промыслам. К сожалению, у нас подвозка наживки вовсе не развита, и ловцы в сильнейшей степени зависят от случайностей, так как при отсутствии наживки в данном месте лов останавливается, пока не удастся наловить ее где-нибудь в другом месте. Лов М. производится особыми мелкоячейными ("моевными") неводами обыкновенного типа (у нас на Мурмане) или, если М. держится не у берега, особыми "кошельковыми" неводами, позволяющими захватывать массу М. и в открытом море. Последние невода, несмотря на несколько очень удачных опытов, не привились пока у нас на Мурмане, но употребляются в широких размерах западными промышленниками. Так как М. держится у берега лишь весною, то и лов на нее происходит у нас лишь во время весеннего промысла (позднее ее заменяет песчанка). Значение М. в качестве наживки гораздо более важно, чем в качестве собственно промысловой рыбы. В прежнее время было значительно распространено высказываемое иногда и теперь мнение, будто бы киты пригоняют к берегу М. и тем облегчают добывание этой важнейшей наживки, от которой сильнейшим образом зависит тресковый промысел; мнение это в сущности ни на чем не основано. Кроме сказанного, М. имеет важное значение, как пища множества промысловых животных: различных рыб, тюленей, китов; они, а также различные птицы, особенно моевки (см.), во множестве следуют за стаями М. См. также Китоловство (см.).

Н. Кн.

Мойка

2 реки СПб. губ.: 1) левый приток Невы. Длина течения 20 в.; 2) канализированная речка в СПб. — см. СПб.

Мойка

— для картофеля и корнеплодов состоит из деревянного решетчатого цилиндра на половину погруженного в ящик, куда во время промывки вливается вода.

Мойка

У одного конца цилиндра находится ковш для приема картофеля и корнеплодов, а у другого рукоятка. При вращении последней засыпанный материал перемывается водою и при помощи архимедова винта выбрасывается из цилиндра на наклонную решетку, по которой затем скатывается в подставленный сосуд. Для работы необходимы два человека: один подносит корнеплоды, другой вращает рукоятку. Часовая производительность М. около 45 пд.

Г. К.

Мойобамба

(Moyobamba) — город в южно-амер. республике Перу, на реке того же имени, прит. Хуа-Хага. Производство тончайших панамских шляп. Жит. 10000 (1891).

Мойрутский наслег

— Якутской обл. и окр., по прит. р. Лены, р. Соле, и при оз. Дирин-кэль, Нюргой, Эрень и др. До 400 юрт, 2413 жит. Главное занятие жителей — скотоводство.

Мойры

(Μοϊραι) — греч. богини судьбы. Раннее религиозное мировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указывая на богов, как на его исполнителей; наряду с выражением Διός αισα часто встречается выражение μοϊρα θεων. Из этого представления возникла вера в богинь М., стоящих особо от других божеств. По Гесиоду, их было три — Κλωτώ, Λάχεσις, Ατροπος; все они — дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — ее случайности, третья — неотвратимость ее решений. Платон в своей "Республике" изображает М. сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет о настоящем, Лахезис — о прошедшем, Атропос — о будущем. Рождение и смерть стоят под особым покровительством М.; в силу этого верования богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух М.). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Как богини смерти, М. называются Μοϊραι κραταιαί (собств. Μοϊρα κραταιή) или Κλωθες βαρεϊαι. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, М. — сестры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда — смерти. Далее, М. — богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сестрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его θέμιστες, т. е. законах, называется, поэтому Μοιραγέτης — эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса. В искусстве М. изображались разно. На греческой вазе Fran ç ois в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды М. помещены возле колесницы Гермеса и Маи, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты М. — прялка, свиток, весы. Изображались М. обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух (напр. Catull., LXIV, 305). Буквально слово Μοϊρα означает доля, У римлян Мойрам соответствовали Парки.

Н. О.

Мойсисович Эдмунд-Иоганн-Авг.-Георг (дополнение к статье)

(Mojsisovics, Edler von Mojsvár) — австрийский геолог и палеонтолог: ум. в 1897 г.

Мойсисович Эдмунд-Иоганн-Август-Георг

(Mojsisovics, Edler von Mojsvá r) — австр. геолог и палеонтолог, род. в 1839 г., основал в 1862 г. Австрийское альпийское общество и участвовал в учреждении в 1869 г. Германского альпийского общества, которое в 1873 г. слилось с первым. В 1891 г. стал членом акд. наук в Вене, а в 1892 г. назначен вице-директором Имперского геологического института (Geologische Reichsanstalt). Наиболее важные труды М.: "Die Dolomitriffe von S ü dtirol und Venetien" (Вена, 1879), "Die Cephalopoden der Mediterranen Triasprovinz" (10-й том "Abhandlungen der Geologischen Reichsanstalt", 1882), "Das Gebirge um Hallstatt" (6-й том "Adhandluugen", Вена, 1873—75) "Arktische Triasfaunen" (в "Записках СПб. акд. наук", 1886); его главный труд: "Die Cephalopoden der Hallst ätter Kalke" (2 т., с атласом, Вена, 1893). Вместе с М. Неймайром М. стал издавать в 1880 г. "Beitr äge zur Paläontologie Oesterreich-Ungarns und des Orients".

Мокасиновая змея

— два вида ядовитых змей Сев. Америки из семейства ямкоголовых (Crotalidae), рода копьеголовых змей (Ancistrodon). Особенности рода: треугольная покрытая щитками голова, длинное тело с 17—27 рядами килеватых чешуек, очень короткий нецепкий хвост с 2 или 3 рядами щитков, снизу без гремушки. 1) Собственно М. змеей, также водяной М. змеей (Water-moccasin) американцы называют ancistrodon piscivorus Holbrook с одним рядом хвостовых щитков, 25 рядами чешуи; цвет ее весьма разнообразный, чаще всего сверху зеленовато-серый с бурыми поперечными полосками, снизу буровато-желтый с темными пятнышками; цвет верхней стороны может представлять различные оттенки до матово-черного и каштанового. Длина до 1,4 м. Водится в южных штатах Сев. Америки от Сев. Каролины до Техаса; держится около воды и в воде, питается рыбой, лягушками и т. п., очень ядовита и тем более опасна, что крайне зла и нападает часто сама. Живородящи. 2) М. змеею называют также Ancistrodon contortrix Holbrook, "Copperhead" американцев, с 2 рядами нижних хвостовых щитков, с 23 рядами чешуи, сверху медно-бурого цвета с широкими поперечными бурыми полосами, расширяющимися на боках, где между ними лежат еще бурые пятна; нижняя сторона медно-красная, с темными пятнами; длина 1 м. Водится от Атлантического океана до Миссисипи и от Новой Англии до Флориды, преимущественно в диких гористых местностях. Очень ядовита и раздражительна.

Н. Кн.

Мокен-Тандон Кристиан Орас

(Christian Horace Béné dicte-Alfred Moqiun-Tandon) — естествоиспытатель (1804—63), доктор мед., проф. сравнительной физиологии в Марсели, был профессором естественной истории в Тулузе, ботаники в Jardin des Plantes и естественной истории при медицинском факультете в Париже, где и умер. Главные труды его относятся к зоологии и ботанике; важнейшие из его работ: "Elements de Zoologie m édicale" (1860), "Elements de botanique med icale" (1861), "Le monde de la mer" (издана после смерти его, в 1863 г.), "Elements de teratologie v égétale", "Essai sur la phthisie laryngée syphilitique" (1828).

Мокжко

(Mokrzko) — уроч. Андреевского у. Келецкой губ.; развалины замка Петра Кмиты.

Мокка

или Моха — гор. на берегу Красного моря, в аравийской пров. Иемен, в 74 км к С. от Баб-эль-Мандебского прол., с обширной гаванью, защищенной двумя крепостями; от 4 до 5 т. жит.; прежде отсюда вывозился лучший сорт кофе; теперь значение М. упало.

Мокловский Казимир

(Mok ł owski) — историк польского искусства и архитектор (1869 — 1905). Заинтересовавшись народным искусством у поляков, написал капитальное соч.: "Sztuka ludowa w Polsce" (Львов, 1903). См. "Kraj" (1905, XX).

Мокободы

— посад Седлецкого у. и губ. на р. Ливце, в 17 в. от города; начальная школа, 2 мельницы. Жит. 1738.

Мокой

(обыкновенная, голубая акула; Carcharias glaucus Cuv.; см. табл. VII Рыбы, фиг. 2) — акула из семейства настоящих акул (Carchariidae). Семейство это отличается присутствием мигательной перепонки, полулунным ртом на нижней стороне головы, присутствием заднепроходного плавника, двумя спинными (из которых первый лежит над промежутком между грудными и брюшными) и отсутствием шипов перед первым спинным плавником. Сюда относятся около 30—40 видов. Кроме рода Carcharias, сюда принадлежат, между прочим, роды: молоток-рыба (Zygaena), морская куница (Mustelus). Род Carcharias отличается вытянутой мордой, большими треугольными острыми зубами с гладким или зубчатым краем, отсутствием водометных отверстий, поперечной ямкой на спине перед основанием хвостового плавника, который имеет явственную нижнюю лопасть. Водятся в умеренных и жарких странах. Они живородящи, и зародыш связан со стенкой матки посредством последа. Некоторые представители этого рода считаются весьма опасными для людей. У М. (С. glaucus) морда очень длинная, острая, зубы с зазубренным по верхушке краем, грудные плавники очень длинные, серповидные, цвет верхней стороны аспидно-голубой, нижней с ее плавниками белый, длина до 4 и 4,5 м. Водится в Средиземном море, у берегов Зап. Европы до Англии и Скандинавии, а также в других частях Атлантического океана. Подобно другим акулам, они очень быстро плавают и долго следуют за судами, обладают хорошо развитыми органами чувств и чрезвычайно прожорливы. Для людей они несомненно могут быть опасны, но случаи гибели людей от акул вообще и М. в частности гораздо реже, чем можно было бы ожидать при многочисленности и крайней прожорливости этих рыб. Ловят их чаще всего на крюк с цепью, наживленной куском мяса или сала (см. также Селахии).

Н. Кн.

Мокотов

— предместье Варшавы; прекрасный дворец, заключающий много редкостей; институт бесприютных детей; обширный кирпичный завод. На Мокотовском поле происходит ученья и смотры местных войск.

Мокрец

или подсед — болезнь собак, выражающаяся в ссаднении (обосении) мякишей пятки и пальцев. М. получается от усиленного беганья во время засухи или по жесткой замерзшей земле; излечивается очень медленно.

Мокринский Степан Петрович

— криминалист. Род. в 1866 г. Образование получил в московском университете по юридическому фак. Одно время служил по судебному ведомству. С 1901 г. состоит профессором по кафедре уголовного права и судопроизводства в томском университете. Главный его труд: "Наказание, его цели и предположения". Части 1-я ("Общее и специальное предупреждение преступлений" Москва, 1902) и 2-я ("Значение результата", Томск, 1902) защищены М. в качестве магистерской диссертации. Часть 3-я ("Каузальный и потенциальный моменты действия", Томск 1905) принята спб. юрид. факультетом в качестве докторской диссертации.

Мокрица, трава

Мокрица, или мокричник (Stellaria media Vill.) — трава из сем. гвоздичных (Caryophyllaceae). Это — надоедливое мелкое сорное растение; встречающееся повсюду в Европ. России, Азии и почти во всех странах света с умеренным и холодным климатом. Слабый, лежачий или приподнимающийся, ветвистый стебель несет мелкие супротивные, коротко-заостренные, яйцевидные листья и в углах разветвлений — одиночные цветки, появляющиеся также на концах ветвей; цветок состоит из пятилистной чашечки, пяти лепестков одинаковой длины или короче чашелистиков, трех-пяти тычинок и пестика о трех столбиках. Плод — коробочка, вскрывающаяся частью створками. Цветет М. в продолжение всего теплого времени и обильно размножается. Необыкновенно упорная сорная трава. Семена служат кормом для комнатных певчих птиц (Mouron — у французов).

С. Р.

Мокрицы

Мокрицы (Oniscidae) — семейство равноногих ракообразных (Isopoda). Тело овальное, сверху выпуклое, первая пара усиков недоразвита и очень мала, вторая сильно развита. Глаза по бокам головы; верхние челюсти лишены щупалец. Первый грудной членик по большей части обхватывают голову с боков, 7-й имеет сзади глубокую вырезку; все 7 пар грудных ног одинакового строения и приспособлены для ходьбы. Все членики брюшка свободные; пять первых пар брюшных ног прикрывают друг друга черепицеобразно; внутренняя ветвь их играет роль жабры, наружная — крышки; твердая наружная ветвь первой пары заключает открывающиеся наружу воздушные полости — органы воздушного дыхания; 6 пара брюшных ног обращена кзади и выдается в промежутке между 5 и 6 брюшным члеником. Многочисленные представители этого семейства (18 родов и более 250 видов) живут на суше (хотя некоторые и держатся преимущественно у берегов пресных или соленых вод) по большей части во влажных местах: под камнями, под лежащим на земле деревом, в погребах и т. п. Днем они прячутся и выходят на поиски пищи вечером или ночью. Питаются растениями, частью разлагающимися, частью живыми и могут иногда приносить некоторый вред огородным растениям (но вместе с тем они поедают и растения вредные). Половая жизнь их представляет чрезвычайно странные особенности. Неоплодотворенные самки имеют на брюшной стороне 5 грудного сегмента пару отверстий, ведущих в семяприемники, обращенные к яйцеводам слепым концом. При совокуплении (в апреле или мае) приемники наполняются семенем; через некоторое время они лопаются на внутреннем конце, и семя поступает в яйцеводы. Вслед за тем самка линяет и является значительно измененной: парные половые отверстия 5 членика закрылись, а вместо них образовалось непарное щелевидное отверстие на границе между 5 и 6 члениками; на 5 первых парах ног образовались при основании пластинки, составляющие выводковую камеру. Семя проникает затем в яичник, и оплодотворенные яйца выходят через упомянутое непарное отверстие в выводковую камеру, где и проходят развитие. Часть семени остается непотребленной и оплодотворяет новую кладку, поступающую в сумку после того, как выведшееся в ней поколение оставит ее. Когда и новое поколение разовьется и покинет сумку, самка снова сбрасывает кожицу и является после линяния в первоначальном виде. В старое время некоторые М. употреблялись в медицине, напр. Armadillo officinalis. Наиболее обыкновенные представители семейства относятся к родам Oniscus и Porcelliо. Тело их овальное, несколько более суженное кзади, лоб с тремя лопастями, наружные усики длиною едва равны половине тела, 3, 4 и. 5 членики брюшка с длинными направленными назад боковыми выростами (см. фиг.).

Мокрицы

Мокрица стенная (Oniscus murarius).

Отличия обоих родов: у Oniscus жгутик усиков 3-членистый и воздушные полости нерезко отграничены, у Porcellio жгутик 2-членистый и полости резко очерчены. М. стенная (Oniscus murarius, см. фиг.) с широким приплюснутым телом, с гладкими зернистыми возвышениями на спине, серо-бурого цвета, с 2 рядами желтоватых пятнышек с каждой стороны; длина 12—17 мм. Обыкновенна в Европе и Сев. Америке на стенах, в погребах, оранжереях и т. п. К роду Porcellio, заключающему более 50 видов, относится P. scaber с неровной бугорчатой поверхностью аспидно-серого цвета с беловатыми или желтоватыми пятнышками, длиною 12—14 мм. Обыкновенный вид, встречается вместе с предыдущим. Представители родов Armadillo и Armadillidium, с удлиненным, сильно выпуклым телом, обладают способностью свертываться в шарик. Armadillidium vulgare от стально-серого до серо-бурого цвета с неправильными бледно-желтыми или желто-красными пятнышками; длиною 1 — 1,5 стм., распространен по всей земле.

Н. Кн.

Мокрота

(Sputum) — масса, извергаемая из дыхательных путей при помощи то более слабых, то более сильных выдыхательных напряжений (отхаркивания, кашля и т. д.). При нормальном состоянии слизистой оболочки бронхов отделения ее настолько умеренны, что благодаря им она поддерживается только влажною, излишка отделений не бывает. М. образовывается в увеличенном количестве и ненормального свойства при воспалительном состоянии слизистой оболочки бронхов, а так как последнее сопровождает как заболевания одних бронхов, так и всякое заболевание легочной ткани, то при всяком заболевании дыхательного аппарата должна быть и М. Процесс извержения М. простой. Маленькие дыхательные трубки защищены против закупорки деятельностью своего мерцательного эпителия. И так как площадь мелких бронхов больше площади их стволов, то воздух проходит через последние с некоторым напряжением и таким образом уже при натуральном дыхании помогает возможно быстрому выведению отделимого слизистой оболочки наружу. Значительные выдыхательные усилия, как отхаркивание, кашель, усугубляют это действие, но всего более извержению слизи способствуют повторные замыкания и размыкания голосовой щели при кашле, т. е. вырывающийся при этом сильными толчками воздух. Всего легче М. отходит в том положении, в котором само дыхание совершается с наибольшей свободой. В здоровом состоянии отделение слизистой оболочки бронхов представляет прозрачную, бесцветную, слегка клейкую жидкость вроде разведенной камеди и содержит муцин (слизь), изменчивое количество солей и, наконец, воду. Увеличенное отделение слизи по количеству и вязкости наблюдается при простом катаральном воспалении слизистой оболочки бронхов. Если бронхит продолжается несколько дней, то первоначально прозрачное и тягучее отделение становится мутным и непрозрачным, желтоватого или зеленоватого оттенка. Ржавчинной или похожей на отвар чернослива она бывает в том случае, когда воспаление спустилось к самым крайним разветвлениям бронхов и усилилось настолько, что вызвало излияние крови из волосных сосудов. Нередко с М. выделяются фибринозные слепки бронхов или известковые массы, состоящие из оплотневших или обызвестковленных творожистых образований. Во вполне развитом периоде чахотки М. всегда содержит в большом количестве бугорчаточные бациллы. Исследование М. на содержание микроорганизмов наиболее важно в практическом отношении при чахотке, крупозном воспалении легких и гриппе.

Мокрые горы

— так наз. сев. часть водораздельной возвышенности, примыкающей на С. к Триалетским горам, а на Ю. к горной стране, окружающей оз. Гокча (см. Кавказский край). М. горы отделяют Борчалинский у. Тифлисской губ. (басс. Храма) от высокого Ахалкалакского плато (верхнее течение Куры) и вследствие пологих склонов не представляют препятствия для движения, которое затрудняется лишь болотистыми пространствами, образующимися от таяния снега. М. горы покрыты хорошими пастбищами.

Мокрые доки

— см. Доки.

Мокрый Отокар

(Mokrỷ) — выдающийся чешский поэт (1854 — 1899). Был депутатом в чешском сейме. Главные его труды: "Jihoč eské melodie" (1880), "Povidky a arabesky" (1883), "Básn ě " (1883), "Povidky a drobné kresby" (1886), "Dumy a legendy" (1888), "Jasem a š erem" (1893). Основное настроение лирики M. — изящная меланхолия, по мнению критиков характерная для писателей-уроженцев южной Чехии.

Мокса

(медиц.) — небольшие прижигательные цилиндрики, приготовляемые из расщепленного льна, хлопчатой бумаги, трута и т. п., приставляются к коже и зажигаются с верхнего конца. Ныне способ этот оставлен. Самое слово М. японского происхождения и означает крапиву. Употребительная еще и теперь в Японии, М. состоит из клетчатки обыкновенного чернобыльника (Artemisia vulgaris latifolia), которая свертывается в маленькие цилиндрики, прикладывается к коже и медленно сжигается.

Мокша

(санскр. Moksha — освобождение, искупление) — у индийских брахманов погружение в верховном божестве, слияние с ним; высшее блаженство, достижимое для человеческой души. Только те могут надеяться достичь его, кто приобрел полное знание природы божества, души и разума путем размышления, опыта, покаяния, следования наставлениям учителей (гуру) или уничтожил все свои страсти и освободил свою душу от всех земных желаний путем суровых аскетических упражнений.

С. Б—ч.

Мокша, река

— река Пензенской и Тамбовской губ., лев. приток Оки. М. берет начало в Мокшанском у. из 3-х родников. Длина ее течения 575 вер. Бассейн р. Мокши исследован в геологическом отношении К. Космовским (ср. "Краткий очерк геологического строения бассейна р. Мокши"). В верховьях М. отложения относятся к третичным. В Пензенской губ. по М. встречаются с меловыми отложениями нижнетуронского и, главным образом, сеноманского возраста. По левому берегу М. и вообще во всей юго-зап. стороне Краснослободского у. встречаются остатки ледниковых наносов с песками и прослойками то песчанистой глины, то железистого песчаника до 20 м мощности. В сев. части у. встречаются обнажения каменноугольного известняка между Пурдышками и Нижними Шалами и между Нижними Шалами и Малой Бриловкой. В южной черноземной области большой район занимают отложения лёсса, составляющие в большинстве случаев подпочву здешнего чернозема. В отложениях лёсса близ Моршанска нередки черепа и челюсти грызунов. В послетретичных отложениях Краснослободского у. нередко попадаются зубы и бивни мамонта. В некоторых местах найден известковый туф. Средняя ширина М.: в Пензенской губ. 15 саж., в Тамбовской губ. у с. Тунгушева 40 саж., при впадении Уны 65 саж. Глубина: в Пензенской губ. 1—3 фт., а в Тамбовской губ. 3—5 фт. Берега М. круты и лесисты. Течение извилисто. Разливы при устье Цны до 7 вер., а при Кадоме более 15 вер. Судоходна М от устья р. Исы. Весенний разлив до 7 недель; в это время судоходство наиболее значительно. В среднем за 4-летие с 1859 по 1862 г. на М. грузилось ежегодно 988033 пд. В 1895 г. по ней отправлено 3680 тыс. пд. товару (лесных материалов 2218 тыс. пд., дров 561 тыс. пд.), а прибыло 316 тыс. пд. (124 тыс. пд. хлеба). Главные пристани Сотисская (отправлено 1810 тыс. пд.) и Красный Яр (прибыло и отправлено 419 тыс. пд.). Притоки Азясь, Скачки, Муромка, Атмис, Ломов, Мокрая Панжа (лев.), Иса, Сивинь, Варма, Шавец (пр.) и др.

А. Ф. С.

Мокша, село

— село Самарской губ., Николаевского у. Дворов 596, жит. 4128. Школа, приемный покой, врач, еженедельный базар по вторникам. Заводы 1 кожевенный, 3 овчинных, 1 сапоговаляльный, 11 ветряных мельниц, 3 обдирочных.

Мокшан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мокшанский полк

(214-й пехотный) — сформирован в 1899 г. из резервного батальона.

Мол

— см. Внешние портовые сооружения.

Мола ди Бари

— (Mola di Bari) — гор. в итал. провинции Бари, на берегу Адриатического моря, с красивой церковью времен владычества норманнов. Гавань около 12 1/2 тыс. жит., занимающихся разведением винограда и масличного дерева.

Молаccы

— рыхлые отложения третичной системы в Швейцарии и вообще в области Альп. Господствующую породу М. составляют мягкие мергелистые песчаники серого цвета, при выветривании распадающиеся в рыхлый песок; кроме того, часто встречается конгломерат, известный под местным названием нагельфлю, реже глины, рухляки и бурые угли. Общая мощность М. достигает местами 1000 м. По происхождению и органическим остаткам различают морские и пресноводные М. См. также Третичная система.

Б. П.

Моланд Луи-Эмиль Дьёдонне

(Molande, род. в 1824) — франц. ученый. Главные труды его, кроме издания французских классиков (Мольера, Вольтера, Рабле, Бомарше и др.): "Peuple et roi au XIII si ècle" (1851), "Saint Omer dans la Morée" (1852), "Origines littéraires de la France" (1862), "Moliè re, sa vie et ses ouvrages" (1886) и мн. др.

Молас Александра Николаевна

(урожденная Пургольд) — замечательная певица (сопрано). Род. в 1845 г. Имя ее тесно связано с так назыв. ново-русской музыкальной школой, произведения которой были ею с редким художественным пониманием впервые исполнены. Дом ее в СПб. — сборный пункт всего наиболее выдающегося в музыкальном мире.

Молва

— ежедневная общественно-литературная газета, выходившая в С.-Петербурге с 5 декабря 1905 г. по 16 января 1906 г., взамен приостановленной за напечатание рабочего манифеста газеты "Русь" (см.); ред. А. В. Зенгер, изд. Ф. И. Романовская.

Молва, ежедневная газета

— изд. в СПб. в 1879—81 гг. Ред.-изд. В. А. Полетика, который назвал этим именем приобретенные им в 1874 г. от К. Трубникова "Биржевые ведомости". Кроме ред.-издателя, боровшегося против господствовавшего тогда в администрации и печати фритредерского настроения, в газете принимали участие: Э. К. Ватсон, А. Н. Плещеев, Д. Д. Минаев, Ф. Ф. Воронов, В. Ф. Корш и мн. др. сотрудники "СПб. вед." ред. В. О. Корша, традиции которых газета старалась поддерживать. В марте 1881 г. газета была приостановлена на месяц, после чего издание ее не возобновлялось.

Молва, журнал

— иллюстр. журнал мод и новостей, переименованный с 1832 г. в газету и изд. при "Телескопе" Н. Надеждиным в Москве, в 1831—35 гг. Здесь помещались стихотворения, известия о моск. новостях, разборы новых книг, разные известия и моды. В М. начал свою деятельность Белинский. В 1831 и 1834 г. М. выходила еженедельно, в 1832 г. — по два раза в неделю, в 1833 и 1835 гг. — по три раза.

Молва, литературная газета

— еженедельная литературная газета, выходившая в Москве в 1857 г., под редакциею С. Шпилевского. Издатель — И. С. Аксаков. Сотрудниками были Конст. Аксаков, проф. И. Крылов, М. Лонгинов, А. Чебышев-Дмитриев и др. Преобладал критический отдел. На 38 № была запрещена по высочайшему повелению за статью "Публика и народы".

Молва, политическая газета

— еженедельная политическая, общественная и литературная газета прогрессивного направления, выходившая в СПб. в 1876 г. Издатель А. Жемчужников, редактор кн. В. В. Оболенский. В литературном отделе принимали участие П. Д. Боборыкин, М. В. Авдеев, П. В. Засодимский, Д. Л. Мордовцев и др.

Молва, рыба

— род рыб (Molva) из семейства тресковых (Gadidae), весьма близкий к налиму (Lota vulgaris), с большими зубами в нижней челюсти и на сошнике (между тем как у налима все зубы мелкие). M. vulgaris Flem. с усиком на подбородке и маленьким усиком с каждой стороны носа, верхней челюстью более длинной, чем нижняя, сверху оливково-зеленого, серого или буроватого, снизу беловатого цвета, с темными с белым краем непарными плавниками, длиною по большей части 1—1,5, редко 2 м, водится в сев. части Атлантического океана, Ледовитом океане, Немецком море и (редко) в зап. части Балтийского. Живет на значительной глубине и питается ракообразными и рыбой. Весною приближается к берегам для метания икры. Ценная промысловая рыба; употребляется в пищу в свежем, сушеном и соленом виде; из печени добывается жир.

Н. Кн.

Молво

— р. Якутской обл. Олекминского окр. Вытекает двумя вершинами из горного кряжа, служащего водоразделом рек: истоков Малого Патома и левых приток р. Жуи, на высоте 2200 фт. н. ур. моря. В долине М. разрабатываются золотые россыпи с содержанием золота от 1/2 до 1 зол. На р. М., преимущественно в долине левой ее вершины, или Молвушке, в 1891 г. было добыто золота 2 пд. 15 фн.

Молвяниновы

— дворянский род, происходящий, как и Племяниковы, от "салтанеича Наручацкой орды" Яндоуганда Трегуба, выехавшего, по сказаниям родословцев, к великому кн. Константину Васильевичу в Нижний Новгород в сопровождении отряда в 1900 чел. и принявшего крещение с именем Василия; за выезд пожалованы ему были гор. Курмыш с уездом, городок Моркваша и Закудемские волости (роспись, поданная М. в разряд в конце XVII в.). Семен Петрович М. писан в "Тысячной книге" лучших детей боярских, получивших поместья близ Москвы (1550). Федор Петрович М., прозванный Пучко, участвовал в 1574—77 гг. в ливонских походах; Яков Семенович М. был послом Грозного в Риме в 1582 г.; Василий Иванович меньшой М. был полковым воеводою в Заволочье (1590); Андрей Афанасьевич М. был в половине XVII в. воеводою в Томске. Род М. пресекся в XVI I I в.

В. Р.

Молдава (молдавская)

— река в Молдавии, правый приток Серета в Молдавии (Румыния), берет свое начало в Восточных Карпатах, в Буковине, прорезывает в юго-восточном направлении предгорья этого хребта, вступает в Молдавию и впадает в р. Серет у города Роман. От р. М. получила свое имя и вся страна Молдавия.

Молдава (чешская)

— река в Чехии; см. Велтава.

Молдавия, княжество

(румынск. Moldova, латинск. Moldavia, греческ. Μολδοβία, нем. Moldau, франц. Moldavie, турецк. Богдан или Кара-Богдан) — одно из так назыв. дунайских или придунайских княжеств (прежде господарств), составляющее вместе с Валахией (см.) Королевство Румынию. Границы: на С. Россия (р. Прут) и Австрия (Буковина), на З. Трансильвания, на В. и Ю.В. — Дунай и Добруджа, на Ю. Серет и Валахия. Около 38000 кв. км. До 2 1/2 тысяч селений и более 80 городов. Более значительными городами могут считаться только Яссы, Ботошаны и Галац. По устройству поверхности М. на З. страна возвышенная, на С.В. — гористая и плоско-возвышенная, на Ю.В. — низменная; на Ю.З. Карпаты обнимают округи Путна, Бакэу, Нямцы и Сучаву и прорезывают страну своими многочисленными разветвлениями, которые, пересекаясь глубокими и густо заросшими лесом долинами, простираются вплоть до pp. Серета и Прута и там переходят в ряд холмов. Покрытые лесом горные хребты, плодородные долины, сочные луга, широкие равнины-степи, чередуясь между собою, образуют живописную картину, красота которой увеличивается еще лесными потоками и многочисленными реками и речками, прорезывающими всю местность в различных направлениях. Дунай, текущий вдоль границы Молдавии и представляющий вместе с тем главный путь для торговых сношений ее с Австрией и Левантом через гавань и главный складочный пункт Румынии — Галац, принимает в себя обе главнейшие реки страны, Прут и Серет. Из этих рек последняя протекает вдоль всей М., принимает в себя золотоносную Быстрицу (или Бистрицу) и далее pp. Тротуш, Бырлат и Путну и затем выше Галаца впадает в Дунай. Более или менее значительные озера — Братиш, недалеко от устья Прута, богатые рыбой Ялпух и Катлапуг вблизи Дуная, Сассик и Алибек у морского берега. Есть и минеральные источники, около которых образовались курорты: Сланик, Струнга, Борка и Пангешти. Вследствие близости моря и отсутствия какой-либо защиты от северных ветров климат М. отличается чрезвычайным непостоянством; бури и частые дожди при страшных жарах составляют отличительную особенность лета в Молдавии, а зимою холода доходят до —22 1/2°. Почва М. замечательна своим плодородием и дает богатые урожаи, в особенности пшеницы и кукурузы. Население М., доходящее до 2-х миллионов, состоит из смеси разных народностей, среди которых главное место по количеству занимают молдаване; затем идут цыгане, евреи, русские, греки, армяне. Молдаване, составляющие главную массу населения, занимаются преимущественно земледелием. Цыгане в М. живут частью оседлою жизнью, занимаясь земледелием и торгуя скотом. По городам цыгане занимаются постройкою домов. Особый класс цыган составляют музыканты. Евреи, переселившиеся сюда из Германии, Польши и Турции, говорят немецким жаргоном (польско-немецкие евреи) и испорченным испанским языком (испанские евреи, или, как их здесь называют, спаниели) и занимаются торговлей, маклерством и т. п. Русские в М. — почти исключительно сектанты: это или липованы, или скопцы; в особенности много живет их в Галаце и Яссах, где они населяют целые участки или предместья (махала) и занимаются преимущественно торговлею (бакалейной), извозом легковым, пчеловодством и отдачею денег в рост. Греки, переселение которых М. началось не ранее XV в., очень немногочисленны и по большей части утратили свою национальность, войдя в состав румынской знати и городского сословия. Простые греки занимаются преимущественно торговлей и шинкарством. Торговыми же оборотами заняты и армяне, переселявшиеся сюда начиная с XI в., частью через Кавказ, частью из Константинополя. Константинопольские армяне поселились в южных частях страны и говорят теперь только по-турецки, но поселившиеся в северн. частях М. армяне с Кавказа и из Закавказья сохранили свой язык и на чужбине. М. — по преимуществу страна земледельческая; сельская жизнь развита гораздо слабее городской; города незначительны, неблагоустроенны и небогаты. Промышленность находится на низкой степени развития, чему много способствует соседство с Россией и Австрией, которые доставляют М. почти все необходимое по части произведений фабрично-заводской деятельности. Историю М. см. Румыния.

Молдикичит

— даурский улус, находившийся при впадении Селимджи в Зею и упоминаемый при следующих обстоятельствах: зимою 1644 г. пятидесятник Юшка Петров, посланный Поярковым из Умлеканского зимовья заготовить провиант для казаков, князьями этого улуса был принят, и ему вместе с посланцами были отведены 3 юрты для помещения, вне селения. Но казаки захотели ворваться в крепость; в происшедшей схватке погибло 10 человек казаков, остальные возвратились к Пояркову.

Моле Матье

(Molé) — франц. государственный деятель (1584—1656), сын Эдуарда Моле, президента парламента; был советником парламента, потом президентом одной из палат его, с 1614 г. генеральным прокурором. В этом звании он выказал благородную стойкость убеждений, настаивая на самостоятельности общественных учреждений. В 1631 г. парламент под влиянием М. признал незаконным учреждение чрезвычайной комиссии по делу бр. Марильяк. Призванный по этому поводу к королю, М. резко отстаивал права парламента. В 1641 г. М. сделался первым президентом парижского парламента и в трудное время придворных интриг, заговоров, восстаний и междоусобных войн продолжал быть истинным представителем справедливости. Он явился оплотом оппозиции против политики Мазарини (первое столкновение М. с Мазарини произошло по поводу налога на колониальные товары: парламент не принял указа, установлявшего налог). Во время так называемой Фронды (см.) М. играл умиротворяющую роль и был назначен хранителем государственной печати (3 апреля 1651). Ввиду недовольства предводителей Фронды, в особенности герц. Орлеанского, М. подал в отставку и лишь после объявления Людовика XIV совершеннолетним снова принял прежнее звание. В последние годы жизни М. занят был планами реорганизации судебного сословия. Он оставил записки о своей деятельности ("M é moires", изд. в Париже в 1855 г.).

Моле Матье-Луи

(граф Mol é, 178 1—1855) — франц. государственный деятель, член Франц. акд., потомок Матье М. (см.). Отец его погиб в 1794 г. на гильотине; сам М. во время революции жил в Швейцарии и в Англии. Соч. его "Essai de morale et de politique" (П., 1866; 2 изд. 1809), доказывавшее политическую необходимость наполеоновского режима, обратило на него внимание императора: он был назначен префектом, ген.-директором путей сообщения, возведен в достоинство графа Империи и в 1813 г. получил пост министра юстиции (Grand juge). По отречении Наполеона М. сложил с себя свои должности, но впоследствии примкнул к конституционным роялистам. Возведенный в 1815 г. в пэры Франции, он в 1815—18 гг. был морским министром в кабинете Ришелье. В палате пэров он оказывал решительное сопротивление ультрареакционным мероприятиям правительства. После Июльской революции М. получил в первом министерстве Луи-Филиппа дпт. иностранных дел и добился признания Июльской монархии со стороны иностранных правительств, придерживаясь политики невмешательства. По выходе в отставку первого министерства Тьера (окт. 1836) М. было поручено образование нового, консервативного кабинета, в котором он занял пост министра-президента и министра иностранных дел. Сначала одним из его товарищей был Гизо, но в 1837 г. последний вместе с своими друзьями вышел из кабинета и несколько времени спустя примкнул к большой коалиции, образовавшейся против М. из всех оттенков оппозиции. Ему ставили в вину особенно уступчивость его по отношению к королю и слабость по отношению к иностранным державам. В марте 1839 г. министерство М. пало под ударами коалиции. Когда в феврале 1848 г. король вынужден был решиться на увольнение Гизо, он хотел призвать М., но быстрый ход событий заставил его обратиться к Тьеру и Одилону Барро да и то слишком поздно. Во время Второй республики М. считался одним из вождей консервативной партии, но мало участвовал в прениях, а после переворота 2 декабря 1851 г. совсем отказался от государственной деятельности. С его смертью угасла фамилия М. Кроме вышеупомянутого труда, М. напечатал множество политических и академических речей и статей.

Моле Яков-Бернар

(Моlау) — последний великий магистр ордена тамплиеров (с 1298 г.), род. около середины XIII в. в Бургундии. Когда он на Кипре готовился к войне с сарацинами, Папа Климент V в 1306 г. велел ему прибыть во Францию. Он повиновался и вместе со всем конвентом ордена поселился в Париже. По приказанию короля Филиппа Красивого, ненавидевшего орден и желавшего овладеть его сокровищами, М. 13 октября 1307 г. был арестован вместе со всеми жившими во Франции тамплиерами, принужден пыткою к признанию за собою и орденом разнообразных преступлений и приговорен к вечному заточению. Когда он отрекся от своих признаний, как вымышленных, его сожгли 18 марта 1313 г. в Париже на медленном огне. Перед смертью он объявил себя достойным казни за свои первые фальшивые показания и призвал Папу и короля к ответу перед судом Божиим.

Молебен

— одно из церковных богослужений, содержание которого составляет моление (к Господу Богу, или Богородице, или святым), просительное или благодарственное, по поводу событий и нужд жизни общественно-церковной или частной. Одни М. совершаются в храме, после литургии или перед нею, а также после утрени или вечерни, и принадлежат к богослужению общественному; таковы: 1) М. царские, т. е. совершаемые во дни рождения, тезоименитства, восшествия на престол и коронования Государя Императора и Государыни Императрицы, в дни рождений и тезоименитств наследника престола и других Высочайших особ; 2) М. в дни храмовых праздников; 3) М. в дни великих государственных событий, напр. по поводу избавления России от нашествия Наполеона I, в воспоминание победы под Полтавой и т. п.; 4) М. до поводу общественных бедствий — нашествия иноплеменников, эпидемий, неурожая, безветрия, бездождия и т. п. Частные М., по желанию отдельных лиц, могут быть совершаемы не только в храме, но и на дому у каждого. В состав некоторых М., кроме прошений или благодарений, входят также каноны, водосвятия и др. Чинопоследования М. изложены в особой богослужебной книге, называемой "Книга молебных пений", а также в "Требнике". Указами Св. синода священнику запрещено прибавлять от себя какие-либо прошения и предписано строго держаться текста молитв, значащихся в книге "Молебных пений".

Н. Б—в.

Молебна

— гора близ р. Чусовой, в Кунгурском у. Пермской губ., получившая свое название оттого, что она в течение веков служила местом жертвоприношений для чудского племени; поныне видны следы древнего вала и рва, окружавших чудские жилища.

Молекула

или частица — система или группа атомов; см. Вещество и др.; см. также Частица. Молекулярные, или частичные, силы и явления — см. также Частица, Сродство химическое и др.

Молекулярных работ принцип

— см. Термохимия.

Моленар

(Molenaer) — два голландских живописца: 1) Ян Минсе-М. Род. в Гарлеме между 1600 и 1610 гг., учился, вероятно, у Фр. Гальса Ст. и работал сперва в манере жанристов его школы; позже подвергся влиянию Рембрандта и А. ван-Остаде. Писал сцены простонародной жизни, отличаясь оживленностью изображенных фигур, нередко комизмом и ясным, теплым колоритом. Ум. в 1668 г. Из его картин, очень нередких в публичных и частных коллекциях, наиболее известны: "Деревенский праздник" (в гаагской галерее), "Пять чувств" (пять картин, там же), "Скрипач и поющие крестьяне", "Скрипач в крестьянском семействе", "Бражничающие крестьяне" (все три в дрезденской гал.), "Мастерская живописца", "Площадной певец", "Деревенский шинок" (все три в берлинск. музее), "Вечерняя молитва", "Дама за клавесинами" (обе в амстердамск. музее), "Крестьянское семейство" (в имп. Эрмитаже, в СПб.) и нек. др. — 2) Клас М., вероятно брат предыдущего, нередко являвшийся его сотрудником. Род. раньше 1630 г., по-видимому в Гарлеме, где умер около 1676 г. Специальностью его были деревенские виды, летние и зимние ландшафты с деревьями или замерзшими каналами — картины, в которых заметно влияние. Я. ван-Рюисдаля и сходных с ним мастеров. Из этих картин выдаются: "Зимний вид с конькобежцами, катающимися на льду замерзшей реки" (в импер. Эрмитаже, в СПб.), "Беленье полотна" (в Роттердамск. музее), "Деревня на берегу канала, зимой", "Приморский городок" и "Вид в дюнах" (все три в Стокгольмском музее).

Молесворт Мэри-Луиза

(Molesworth, рожд. Stewart) — англ. писательница для детей; написала в 1875 г. книгу для детского чтения "Tell me a story", получившую широкое распространение; затем последовали "Four Ghost Stories", "French Life in Letters", "Hermy", "Neighbours", "Family Troubles" и мн. др.

Молесворт, сэр Вильям

(Molesworth, 1810—55) — англ. госуд. деятель. Основал в 1835 г. "London Review", орган так наз. "философских радикалов". Пользовался в конце 40-х и начале 50-х гг. большим влиянием в палате общин; целью его было сокращение колониальных расходов и улучшение управления колониями. В 1854 г. М. издал латинские и английские сочин. Гоббса. Он был близок к Миллю, Кобдену и Карлейлю.

Молескин

— см. Хлопчатобумажные ткани.

Молешот Яков

(Moleschott, 1822—93) — известный физиолог, родом из Голландии, кончил Гейдельбергский унив., был с 1845 г. врачом в Утрехте, одновременно работал в лаборатории Мульдера. С Дондерсом и ван Деном он издавал "Holl ändische Beiträ ge zu den anatomischen und physiologischen Wissenschaften". Весною 1847 г. М. переселился в Гейдельберг, где до 1854 г. пробыл в качестве приват-доцента, получил, однако, предостережение от министерства за слывшие материалистическими свои воззрения, оставил вследствие этого преподавание и занялся управлением частною лабораториею. В 1856 г. он сделался ординарным профессором в Цюрихе, а осенью 1861 г. в Турине. В 1876 г. его избрали сенатором Королевства Италии. С 1879 г. он был проф. физиологии и врачом с большою практикою в Риме. Результаты его работ, равно как и работ многочисленных учеников его, большею частью изложены в начатом им в 1855 г. периодическом изд. "Untersuchungen zur Naturlehre des Menschen und der Тiere"; это — исследование о дыхании и дыхательных органах, о молоке, желчи и крови, об изменениях веществ в организме, о структуре роговых отложений и т. п. Наиболее известны труды его: "Physio l ogie der Nahrungsmittel" (Дармштадт, 1850; 2 изд. Гиссен, 1853; это самый значительный и самый научный труд М.), "Physiologie des Stoffwechsels in Pflanzen und Tieren" (1851), "Der Kreislauf des Lebens" (1852; 2 и 5 изд. 1875—1886), "Georg Forster, der Na t urforscher des Volks" (1854; народ. изд. 1874) "Physiol. Skizzenbuch" (1861), "Hermann Heuners Morgenrot" (1883), "Franciscus Corn. Donders"(1888). Собранием особым вышли его "Kleine Schriften" (Гиссен, 1880—87). На итал. языке М. написал: "Dell' influenz a della luce mista e cromatica nell' esalazione di acido carbonico per l'organismo animale" (1879), "La fisiologia e le scienze sorelle" (1879), "L'Uso dell' Jododormio" (1882), "С. R. Darwin" (1882) и др. Соч. М. пользовались большою популярностью в России в эпоху 60-х гг.; тогда же большинство было переведено на русский язык. Назовем: "Естествознание и медицина. Речь, читанная 28 ноября 1864 г. при открытии нового курса лекций физиологии" (СПб., 1865), "Круговорот жизни. Физиологические ответы на письма о химии Ю. Либиха" (пер. И. Щелков, Харьк., 1866), "Учение о пище" (2 изд.; СПб., 1868), "Физиологические эскизы" (с примечан. А. Пальховского, СПб., 1865), "Причины и действия в учении о жизни" (М., 1868), "Единство науки с точки зрения учения о жизни" (СПб., 1879). Небольшие статьи его помещены в сборниках "Вращение жизни в природе" (СПб., 1857) и в "Общем выводе положительного метода" Н. Неклюдова (СПб., 1867). Д. И. Писарев в особ. статье дал изложение "Физиологических эскизов" М. ("Сочинения", 1872, ч. V I). Вместе с Л. Бюхнером (см.) М. сильно содействовал выработке и распространению материалистического мировоззрения. Автобиографические сведения о нем в посмертном издании "F ü r meine Freunde" (Гиссен, 1894).

Моли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молибден

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молибденит

— синоним "молибденового блеска" (см.).

Молибденовая кислота

— см. Молибден.

Молибденовая охра

— см. Молибден.

Молибденовая свинцовая руда

— синоним минерала "вульфенит" (см.).

Молибденовый блеск

— минерал состава MoS 2, что отвечает 59 % молибдена и 41 % серы. По общему виду он весьма похож на графит — также образует чешуйки и листочки иногда с шестисторонним очертанием. Он весьма мягок, на бумаге оставляет темную черту, жирен на ощупь; твердость 1—1,5. Цвет свинцово-серый с красноватым оттенком. Перед паяльной трубкой не плавится; на угле дает белый налет. В больших количествах он известен в Циннвальде, Шлакенвальде, Альтенберге; также Гренландии, Нерчинском округе, Ильменских горах.

П. З.

Молик Бернард

(Bernard Molique) — скрипач и композитор (1803—1869); жил в Штутгарте, потом в Лондоне, где составил себе громкое имя как профессор и как исполнитель. Из сочинений М. наиболее известны концерты, вариации, дуэты, квартеты и пр.; написал также симфонию, исполненную в Лейпциге в 1837 г., и ораторию "Abraham".

H. С.

Молина Луи

(Molina, 1535—1600) — иезуит, учитель богословия в Эворе и Мадриде; приобрел известность своей книгой о согласии свободной воли с дарами благодати и с божественным предопределением ("Liberi arbitrii cum gratiae donis etc. concordia", Лиссаб., 1588), в которой он пытался согласовать вероучение Фомы Аквината с мнениями иезуитов. В этом сочинении не только отвергалось безусловное предопределение, но и действие благодати до крайности ослаблялось. Против учения М., как противоречащего авторитету Фомы Аквинского, восстали доминиканцы, а многие иезуиты, получившие название молинистов, вступились за него. Для разрешения спора Папа Климент VIII назначил в 1598 г. Congregatio de auxiliis gratiae, в 1607 г. упраздненную Папою Павлом V до разрешения вопроса. Этот спор возродился в янсенизме (см.). — Ср. Reusch, "Der Index der verbotenen B ü cher" (Бонн, 1885); Schneemann, "Die Entstehung der thomistisch-molinistischen Kontroverse" (Фрейбург, 1879); его же, "Weitere Entwickelung etc." (Фрейб., 1880); Th. de R égnon, "Banné sianisme et Molinisme" (Пар., 1890) , Gayraud, "Thomisme et Molinisme" (Тулуза, 1890).

Молина Тирсо де

— псевдоним исп. драматурга Теллеса (см.).

Молина Хуан-Игнацио

(Juan-I gnazio Molina) — естествоиспытатель, род. в 1740 г. в Талка в Чили, поступил в орден иезуитов, по уничтожении его отправился в Европу и поселился в Болонье, где ум. в 1829 г. Написал "Saggio sulla storia naturale del Chill" (Болонья, 1782; нем. пер. 1785), "Saggio della storia del Chili" (Болонья, 1787; нем. пер. 1891).

Молина-дель-Реи

— мост на р. Лобрега (в Испании), в 13 в. от Барселоны; приобрел известность вследствие блистательной победы, одержанной тут 21 декабря 1808 г. французскими войсками под начальством Гувион де Сен-Сира над испанскими отрядами Рёдинга и Калдагеса.

Молинари Густав

(de Molinari, род. в 1819 г.) — бельг. политикоэконом, всецело стоявший на точке зрения манчестерской школы. Труды его: "Les soir é es de la rue Saint-Lazare" (1849 — изложение экономических законов), "Cours d' é conomie politique" (1855; 2 изд. 1863, русский перевод под ред. Я. А. Ростовцева, СПб., 1860), "Questions d' économie et du droit public" (1861), "Le mouvement socialiste avant la ré volution du 4 septembre 1870" (1871; русский перевод под заглав.: "Красные клубы во время осады Парижа", СПб., 1871), "La r épublique tempéré e" (1873), "Lettres sur les Etats-Unis et le Canada" (1876), "La rue des nations" (1878; очерки Парижской всемирной выставки), "L' évolution économique du XIX siècle" (1880), "L'évolution politique et la révolution" (1884), "Les lois naturelles de l'économie politique" (1887), "La morale économique" (1888), "Malthus, essai sur le principe de population" (1889), "Religion" (1892), "Précis d'économie politique et de morale" (1893), "Les bourses du travail" (1893), "Science e t religion" (1894). С конца 1850-х годов М. долго был постоянным сотрудником "Русского вестника" и "Моск. ведомостей"; в первом он, между прочим, поместил статьи "О свободе труда" (1860), "Вопрос о рабочих" (1864, № 3 и 1865, № 11), "Международные конгрессы" (1868, 10), "Баланс франц. революции" (1874, № 5) и мн. др. М. посетил Россию в 1860, 1864 и 1882 гг.; его письма о России напечатаны частью отдельно ("Lettres sur la Russie"), частью в "Journal des D é bats" 1882 г. О последних письмах ср. общественную хронику "Вестник Европы", 1882 г., № 11.

Молинос Мигэль

(Molinos, 1640—96) — исп. мистик. Живя в качестве доктора богословия и священника в Риме, он издал сочинение "Guida spirituale" (Рим, 1675), в котором он чистую любовь к Богу и непосредственное созерцание Его вместе с полным самоотречением рекомендовал как истинный путь к спасению и спокойствию души. Поэтому его система называется квиетизмом, а последователи — квиетистами (см.). По наущению иезуита Лашеза инквизиция нашла в соч. М. и его речах 6 8 еретических положений, которые Папа Иннокентий XI осудил. М. должен был отречься от своих убеждений и умер после жестокой епитимии в доминиканском монастыре в Риме. Ср. "Recueil de diverses pi èces concernant le quietisme et les quiétistes, ou M., ses sen timents et ses disciples" (Амстерд., 1688); Scharling, "Michael de M." (пер. с датск. на нем., Гота, 1854); Reusch, "Der Index der verbotenen B ü cher" (т. II, Бонн, 1885).

Молинс Марино Рока де Тогорес

(Marino Roca de Togores, маркиз de Molins) — известный испанский писатель и политический деятель (1812—1889), из знатной семьи; в конце 40-х гг. был министром. Поэт, драматург и критик, М. примыкал сначала к классической школе, а потом к романтической. Из лирических произведений М. лучшими считаются " Los en sueñ os" и "El corpus en el Hospicio de la Salp ê triere". В его романсах и исторических легендах мало увлечения; стараясь тщательно соблюсти историческую точность, М. является в них больше археологом, чем истинным поэтом. Из драм М. наибольший успех имела "Dona Maria de Molina".

Молитва Иисусова

— краткая М. Иисуcy Христу: "Господи Иисусе Христе, Боже наш (или Сыне Божий); помилуй мя грешного". Раскольники требуют непременно чтения "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий" и т. д., утверждая, что словами: "Боже наш" не исповедуется И. Христос Сыном Божиим. Собор 1667 г., вводя в церковное употребление первое чтение этой М., допустил и второе. Чтение "Боже наш" встречается даже в книгах, напеч. при патриархах Иоасафе и Иосифе (Псалт. с восслед. 1636 и 1 652 г.).

Молитвенные дома

— здания, где собираются для богослужения раскольники или иноверцы. О М. домах или молельнях раскольников см. Раскол. О М. школах евреев см.

Молитвослов

— одна из богослужебных книг, относящихся к частному богослужению и содержащих в себе, главным образом, извлечение из книг, употребляемых при общественном богослужении. М. содержит в себе молитвословий более, нежели каждая из четырех книг, относящихся к частному богослужению (Правильник, Акафистник, Каноник и Святцы). В М. помещаются: 1) службы общественного богослужения, находящиеся в Часослове (напр. вечерня, утреня, полунощница); 2) молитвословия, составляющие содержание Акафистника (собрание акафистов для келейного, домашнего употребления) и Каноника (см.), именно стихиры, каноны, акафисты; 3) месяцеслов, пасхалия и песнопения, которые печатаются при месяцеслове, — кондаки, тропари; 4) молитвословия, которых нет ни в каких других богослужебных книгах — "молитвы при божественной литургии", назначаемые для чтения не иерею, диакону и певцу, отправляющим богослужение, а мирянам, присутствующим при божественной литургии. О молитвеннике римско-католич. священников — см. Бревиарий, об англиканском молитвеннике (Book of common prayer) — см.

Молитвы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молитвы апокрифические

(в индексе отреченных книг "ложные молитвы") — составлены по образцу церковных, но с многочисленными вставками народных поверий, заговоров и заклинаний. Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические М. отличаются сравнительно более церковным характером, чем записанные со слов народа. Чаще всего встречаются молитвы-заговоры от лихорадки, причем упоминаются обыкновенно имена св. Сисиния и дочек — иродовых лихорадок. В малорусских апокрифических М. роль Сисиния часто играют Авраамий или Исаакий. Некоторые апокрифические М. представляют искажения, сокращения или отрывки из популярных апокрифов; так, одна молитва (при собирании трав) представляет искажение и сокращение апокрифа о том, как Христос пахал, другая (от сглаза) — переделку апокрифа о рождестве Спасителя. Апокрифические молитвы встречаются во всех сборниках заговоров (см. библиографический указатель заговоров Н. Сумцова). Апокрифические М. с именем Сисиния вызвали два обширных специальных исследования: акд. Веселовского, в "Сборн. Акад. наук" (т. 32), и проф. М. Соколова, в 1 т. "Трудов Славянской комиссии" 1895 г. Сборники апокриф. молитв: Порфирьева, в "Трудах IV Археологич. съезда" (по рукописям Соловецкой библиотеки), Пыпина — "Памятники стар. русск. литературы" (III), Тихонравова — "Памятники отреч. литературы" (т. II); см. также сборники заговоров Майкова, Ефименка и Романова, 1 т. "Трудов" Чубинского, сборник Иванова в 12 кн. "Киев. старины" 1885 г. и Сумцова, "Очерки истории южно-русс. апокриф, сказаний" (стр. 147—151).

Н. С—в.

Молитор Вильгельм

(Molitor, 1819—60) — нем. писатель, каноник в Шпейре; участвовал в подготовительных работах к Ватиканскому собору. Напеч.: "Ueber kanonisches Gerichtsverfahren gegen Kleriker" (M., 1856), "Das Theater in seiner Bedeutung und in seiner gegenw ä rtigen Stellung" (Франкф., 1866), "Ueber Goethes Faust" (Майнц, 1869), "Brennende Fragen" (Майнц, 1874), "Die Dekretale "Per venerabilem" vor Innocenz III etc." (Мюнст., 1876); ряд поэтических произведений (частью под псевдонимами Рислера и Броннера), в том числе "Domlieder" (2 изд., Шпейер, 1864); несколько романов, драм, легенд и пр. После его смерти вышел том его "Gedichte" (Майнц, 1884).

Молитор Габриель-Жан-Жозеф

(Gabriel-Jean-Joseph, гр. Molitor, 1770—1849) — маршал Франции. Поступив в 1790 г. в военную службу рядовым, М. через 8 лет был уже бриг. генералом; участвовал в походах Мозельской, Дунайской и Рейнской армий, в 1799 г. особенно отличился в Швейцарии. В 1800 г., состоя под начальством Моро, он первым перешел через Рейн и разбил австрийцев при Штокахе и Мёдкирхе; в 1805 г. участвовал в сражении при Кальдиеро (см.); в 1806 деблокировал Лористона в Рагузе; в кампанию 1807—8 гг. овладел Стральзундом; в 1809 г. отличился в сражениях при Экмюле, Асперне и Ваграме. В 1810 и 1811 гг. ему была поручена оборона ганзейских городов и Голландии: он очистил их лишь при последней крайности и отступил во Францию, где в 1814 г., соединившись с Макдональдом (см.), участвовал в действиях на р. Марне. В 1823 г. М. командовал корпусом в армии герцога Ангулемского и много способствовал успешному окончанию войны с Испанией, за что получил маршальский жезл и достоинство пэра Франции. В 1847 г. он был назначен губернатором Инвалидного дома.

Молитор Франц-Иосиф

(Molitor, 1779—1860) — немец. филолог; под влиянием Гёрреса и Фридриха Шлегеля написал "Ideen za einer k ü nftigen Dynamik der Geschichte" (Франкф., 1805) и неоконченную "Philosophie der Geschichte, oder ü ber Tradition" (Франкф. и Мюнстер, 1827—53). Под влиянием Франца Баадера М. обратился к изучению каббалы, находя, что она ведет к мистике и таким образом делает возможной собственно христианскую философию.

Молич

(Molitg) — курорт в франц. дпт. Восточных Пиренеев, 450 м н. ур. м., с 12 серными источниками (25—38°) и 3 купальными заведениями.

Молла

— см. Мулла.

Моллер, Альбин

— евангелический проповедник; в 1574 г. издал небольшой канционал с несколькими молитвами и катехизисом Лютера, являющийся первою печатною книгою на нижнелужицком языке.

Моллер, Генрих

— см. Генрих из Цютфена.

Предыдущая страница Следующая страница