Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 48, Мит - Мих)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 48, Мит - Мих)

Предыдущая страница Следующая страница

Митиджа

(Metidschah, Mitidschah) — хорошо орошенная и очень плодородная равнина в Алжирии, между Атласом и Сахелем, на юг от города Алжира; 74—92 км длины и 15—22 км ширины. До 25000 европейцев занято здесь земледелием, виноделием, плодоводством и огородничеством. Город Блида.

Митилена

(Μυτιλήνη) — самый важный город на острове Лесбос, лежал на восточном берегу, на месте нынешнего Кастро, имел две гавани (одну военную и одну торговую) и обладал сильными укреплениями (со времен Пелопоннесской войны). М. славилась высокой образованностью и покровительством искусству и литературе: родина Питтака, Алкея, Сафо, Гелланика и др. В 493 г. до Р. Х. Лесбос был подчинен персам и должен был принимать участие в походах персов на Грецию; когда же персы потерпели поражение, то Лесбос примкнул к Аттическому союзу. С течением времени, однако, жители Лесбоса стали тяготиться зависимостью от Афин, и М. сделалась главным пунктом освободительного движения; афинское войско после долгой осады заставило ее сдаться и жестоко наказало, разорив ее стены и укрепления и лишив ее навсегда морского могущества, область же ее была роздана афинским поселенцам-клерухам. Ко времени Александра Македонского город был в упадке. Позднее М. оправилась и в особенности процветала при Тиберии и Нерве, которые ей очень покровительствовали. В начале Средних веков имя М. перешло на весь остров. См. Лесбос.

М. (военная история). В первую Русско-Турецкую войну Екатерины II граф Орлов решил завершить кампанию 1771 г. истреблением турецких морских складов и верфи на восточном берегу острова М., прикрывавшихся крепостью с 4-тысячным гарнизоном. 2 ноября, несмотря на сопротивление неприятеля, он высадил на берег около 2 тысяч человек пехоты с 7 орудиями. Войска эти овладели адмиралтейством, где найдены были один готовый большой корабль и 2 меньших и множество разных корабельных материалов. Захватив с собой, что было можно, и истребив остальное, наши войска в ночь на 4-е ноября возвратились на свои суда.

Митинг

(Meeting) — в Англии название публичной сходки для выражения общественных нужд и интересов. Зародышами М. являются как собрания местных жителей приходов и графств, так и все случаи осуществления права подачи петиций королю и парламенту. Значительную роль в истории Англии М. начинают играть с середины XVIII в. Первая значительная агитация посредством М. вызвана была налогом на сахар в 1763 г.; она продолжалась 3 года и привела к цели. Более значительны были М. 1768 и сл. годов, когда парламент не захотел принять дважды избранного Миддльсэксом Вилькса (см.), ввиду нападок его на правительство. Оскорбленные избиратели устроили большое количество М., в которых участвовали более всего представители низших классов народа; петиция, поданная от М. в парламент, имела 65000 подписей. Внушительность этих М. была такова, что в следующее избрание Вилькс мог занять свое место в парламенте. В 1779 и 1780 гг. голос народа на М. требовал прекращения американской войны. Парламент принял петицию этих М., но гордоновские беспорядки в Лондоне (см.) повели за собой репрессии по отношению к М. Французская революция и вызванные ей репрессивные меры Питта, начиная с 1790-х гг., несколько раз приводили к запрещению М. и даже к отмене Habeas corpus. Тем не менее в 1795 г. лондонское Corresponding Society организовало большой М., где вотировано было всеобщее голосование и ежегодное избрание парламента. После новой приостановки Habeas corpus-акта в 1819 г. были громадные М. в Бирмингеме, Лондоне и Манчестере, где число участников доходило до 80000 человек. Ничем не вызванное вооруженное нападение кавалерии на последний М. привело к многочисленным М. в других городах; везде вотировалось "сожаление, что принц-регент одобрил акт насилия над безоружными". Тем не менее репрессии в усиленной форме продолжались до 1826 г., после чего М. являются уже как бы признанным орудием общественного мнения. М. сильно содействовали успеху парламентских реформ 1832, 1867 и 1885 гг. (см. Парламент). В агитации против хлебных законов роль М. была весьма значительна. Путем М. действовал и чартизм (см.). В 1876 г. замечательны М. негодования, вызванные корреспонденциями "Daily News" о турецких зверствах в Болгарии; их число доходило почти до 300. Все они единодушно вотировали порицание кабинету Дизраэли за поддержку "гнусного правительства Турции".

См. Henry Jephton, "The Platform: its Rise and Progress" (Л., 1892); В. Ф. Дерюжинский, "Публичные М. в Англии" ("Вестник Европы", 1893, 2 и 3).

Митинский Александр Николаевич

— горн. инженер, род. в СПб. в 1875 г. Окончил курс в горн. инст. в 1897 г. В 1899 г., по защите диссертации "Истечение газов", избран адъюнкт-профессором и в 1902 г. экстра-ордин. проф. горн. инст. по кафедре прикладной и горнозаводской механики. В 1897 г. изучал шведские заводы и рудники, в 1899 г. был командирован в Сев. Америку, в 1900 г. на уральские заводы и на парижскую выставку, в 1901 г. на олонецкие заводы, в 1902 г. на уральские заводы, в 1903 г. опять на уральские и олонецкие заводы, в 1904 г. вторично в Северн. Америку, Германию и Англию. С начала 1905 г. состоит профессором механики на женских строительных курсах. В горн. инст. М. организовал механическую лабораторию и в 1905 г. осенью ушел из института, перейдя на службу по мин. торговли. Кроме журнальн. статей и отдельн. изданий (свыше 20), посвященных преимущественно механической стороне заводского и горного дела, редактировал несколько переводов, издания тов-ва Просвещение и состоял в числе сотрудников наст. Словаря, а в 1903 — 1904 гг. редактором технического отдела "Большой Энциклопедии".

Миткаль

— см. Хлопчатобумажные ткани.

Миткаль

— см. Ткани.

Миткуль

— очень высокая гора в Казикумукском округе Дагестанской области. Находится верстах в 7 от снежной вершины Дюльты-даг (12435 футов), под 42°2' северной широты. М. принадлежит к хребту Шали-даг, проходящему между истоками Кара-Койсу и Казикумукского Койсу.

Митла

(Mitla вернее Mictlan = город мертвых) — знаменитое своими древними развалинами селение в Мексике, в штате Оахака, место древнего ацтекского города Йоо-паа, от которого сохранились остатки 4 больших дворцов и две храмовых пирамиды. Впервые развалины описаны Дюпэ, Шарнэ и Мюллером. Атлас с планами дворцов, по древней рукописи, найденной в Instituto publico в Оахаке, издал Мюленпфорд. См. табл. Американские древности.

Ср. Pe ñafiel, "Monumentos d el arte mexicano antiguo" (Б., 1840).

Митоз

— кариокинетическое деление ядра (см. Протоплазма и Кариокинез), в противоположность прямому или амитозу. Название это дано потому, что при кариокинетическом делении в веществе ядра обнаруживаются нитевидные образования (митомы).

Митра, головной убор

— у древних римлян (mitra, иначе calantica) женский чепчик из плотной материи, свешивавшийся назад в виде мешка, в который помещались волосы. У греков М. — род головной повязки в виде широкой ленты через лоб, облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длинными концами. Такая повязка усвоена была христианскому епископу по подобию головного облачения иудейского первосвященника. Такой повязкой в виде золотого листа украшали свое чело Иоанн Богослов, св. Марк и Иаков меньший, епископ иерусалимский. Позже, как епископская принадлежность, такая повязка носила название στέφανος, corona, κίδαρος, диадема. С течением времени повязка, удлиняясь кверху, образовала род шапки с открытым верхом и выдающимися заостренными краями с обеих сторон. В VI веке Иоанн Каппадокийский, епископ константинопольский, первый стал делать на М. украшения в виде вышивок разного рисунка, особенно же священных изображений, преимущественно на лобовой части М., в чем ему стали подражать и на Западе. До XII в. на Западе М. была еще очень низкая, обнимая спереди лишь один лоб; с XII в. она получает вид двурогой короны, какая на изображениях вещественных памятников христианской древности усвояется трем еврейскими отрокам в вавилонской пещи. М. считалась настолько существенной принадлежностью епископа, что они ею клялись, слово corona, которым переводилось μίτρα, у латинян обозначало самый сан епископский. С конца XI в. на Западе М. стали усваивать и аббатам монастырей. В восточной церкви епископская М. с XI в. стала пониматься как подобие императорской короны и получила символическое значение (епископ — образ царя-Христа), напоминая также о терновом венце Распятого и о том "сударе" (Иоан., XX, 7), которым была обвита глава Погребенного. С течением времени изменилась и ее форма: она стала закрытой сверху, кверху расширяющейся и круглой "епископской шапкой". В России, со времени Московского собора 1667 г., "серебряные золотые шапки, подобные М. (епископским)" стали жаловаться и архимандритам, что продолжается и доселе. Ныне М. дается и лицам из белого духовенства (протопресвитерам и протоиереям), по непосредственному благоусмотрению Государя Императора. Св. синоду предоставлено представлять к М. лишь одного настоятеля Исаакиевского собора. По особому Высочайшему усмотрению духовным лицам не ниже митрополита жалуется М. патриаршая, отличающаяся от обыкновенной водруженным на ней сверху крестом. Такую М. доселе имели в России только митрополиты московский Филарет и спб. Исидор.

Н. Б—в.

Митра, древнеиндийское божество

(Mitra) — древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, т. е. известное народу-предку индийцев и иранцев. Веды (см.) представляют М. постоянным спутником верховного бога Варуны (см.), стоящего во главе семи великих богов Адитиев. Обоим божествам вместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти — М., как отдельному божеству. Поэтому нет ни одного эпитета, который исключительно характеризовал бы М. и отличал его от его спутника. Семь адитиев, с Варуной и М. во главе, являются верховными мироправителями, блюстителями космического и нравственного порядка. Они называются царями, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и М. все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком. В гимнах, однако, существует представление, что М. владычествует над днем и солнцем, а Варуна — над ночью; но вообще первоначальный солярный характер М. значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Мифре (см.) световое божество. Как бог солнца М. уступил свое место богу Сурье, и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света — правды и добродетели. Однако следы солярного значения М. сохранились как в ведийских гимнах, так и в религиозно-философских произведениях брахманического периода, в которых повторяется представление о том, что М. принадлежит день, а Варуне ночь, или что М. создал день, а Варуна ночь, согласно с чем и предписывается М. приносить в жертву животное светлого цвета, а Варуне — темноцветное. Уже в ведийском периоде культ Варуны и М. и вообще богов Адитиев отступает на второй план сравнительно с чествованием более доступных и популярных богов — громовника Индры и бога огня Агни. Исследователи индоиранской мифологии уже давно указывали на соответствие индийских Адитиев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитиев, Варуна, близко напоминает иранского Агурамазду; спутник Варуны — М. соответствует иранскому солнечному богу Мифре; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени параллель отвлеченным именам индийских Адитиев: так, М. собственно значит дружественный, друг, имя другого из Адитиев, Арьямана, имеет тоже значение друга, и проч. Высказано было предположение, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств. Однако до сих пор эта гипотеза еще не имеет прочного основания.

См. H. Oldenberg, "Die Religion des Veda" (Берлин, 1894, стр. 185 и сл.); Hillebrandt, "Varuna und Mitra"; его же, "Vedische Mythologie" (I, 53 5).

Вс. M.

Митра, род брюхоногих моллюсков

(Mitra) — род брюхоногих моллюсков из семейства митровых (Mitridae), принадлежащего к группе узкоязычных (Rhachiglossa). Семейство отличается гладкой веретенообразной раковиной, с высоким острым завитком, малым продолговатым отверстием и складками на веретене (columella). Крышечка, если есть, — мала; хобот необыкновенно длинен; глаза на щупальцах или при их основании, нога мала и широка; сифон короток; зубчатка (radula) из трех продольных рядов (боковые — гребневидны). Главный род М. имеет узкое впереди вырезанное отверстие, веретено с косыми складками, из которых верхние самые большие. Весьма многочисленные виды живут почти исключительно в тропических морях; в ископаемом состоянии известны из средних меловых отложений. Епископская М. (М. episcopalis L.) — гладкая, белая, с красными пятнами, из которых нижние четырехугольные и расположены поперечными рядами, верхние неправильны, на веретене 4 складки. Длина 11 стм. Водится в Ост-Индии, на Филиппинских островах, один из обыкновеннейших видов. Папская M. (M. papalis L.), с поперечными линиями, покрытыми вдавленными точками; белого цвета с частыми красными пятнами, образующими неправильные поперечные ряды; на верхнем крае оборотов зубообразные складки; на веретене 5 складок. Длина 11—13 стм. Водится там же, обыкновенна.

Н. Кн.

Митральеза

— см. Пушки (скорострельность).

Митре

(Бартоломео Mitre) — аргентинский государственный деятель; род. в 1821 г.; был военным, потом выдвинулся как журналист. В 1859 г. он был назначен военным министром. Командуя федеральными войсками против генерала Уркизы, М. потерпел поражение. Тем не менее он, по заключении мира с Уркизой, назначен был генерал-губернатором Буэнос-Айреса. Вскоре у него произошло столкновение с президентом Деркви, которого он принудил к отречению. Став во главе либеральной партии, М. в 1862 году был избран в президенты Аргентинской республики. Позже М. принял участие в борьбе Бразилии с Парагваем. В 1866 г., назначенный главнокомандующим войск союзников против Парагвая, сначала удачно устроил переправу через Парану, но затем вынужден был отступить, и война окончена без его участия. В 1874 г. М. стал во главе военного восстания, но был побежден генералом Аделланедой; с тех пор покинул Аргентину. В 1891 г. сильная партия митристов на предварительных президентских выборах обеспечила кандидатуру М., но в следующем 1892 г. одержал верх Саенц Пенья. Кроме собрания своих речей и журнальных работ (1889), М. издал две книги по истории Аргентины.

Митридат или Митрадат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Митридат, гора в Крыму

— гора на восточной оконечности Крыма, в глубине Керченской бухты, которую гора ограничивает с запада. Самая высокая из окрестных гор; своими тремя вершинами господствует над местностью. На ближайшей к морю вершине стоит часовня. С севера к М. примыкает небольшой хребет, направляющийся к северо-западу от Керчи. Вершины М. имеют поразительное сходство с насыпными курганами. Холм, составляющий главную вершину, увенчанный скалами, называется гробницей М. (см. Керченские катакомбы и Керчь).

Митровица, город в Турции

— город в Косовском вилайете Турции, на реке Ибар; конечный пункт железнодорожной линии Юскюп-Митровица.

Митровица, город в Хорватии и Славонии

(Mitrovicza, древн. Sirmium) — город бывшей хорватско-славонской Военной Границы, на Саве. 9541 житель (1890), преимущественно сербов; гимназия; значительная торговля хлебом и виноделие.

Митрополит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Митрополиты русские

Статья большая, находится на отдельной странице.

Митрополиты юго-западной Руси

Статья большая, находится на отдельной странице.

Митрополичьи вотчины в древней Руси

Статья большая, находится на отдельной странице.

Митропольский Михаил Иванович

(1834—1894) — писатель, магистр спб. духовной академии; был профессором философии в казанской духовной академии. Главные труды М.: "Оксфордская школа или так называемый пюзеизм в Англии" ("Правосл. Собеседник", 1861, I); "Первоначальное обнаружение ересей в христианской церкви" ("Правосл. Обозрение", 1861, декабрь); "Празднование 19 февраля в Америке" ("Правосл. Собеседник", 1865, I); "Душа человека и ее отношение к телу, по учению современного естествознания" (ib., 1879, II).

Митрофан, воронежский епископ

(в миру Михаил) — святой, первый воронежский епископ. Род. в 1623 г.; в 1663 г. постригся в Золотниковской пустыни Владимирской области, где и пробыл до 1666 г. Выбранный настоятелем Яхромского Козмина монастыря, он через 10 лет был переведен игуменом в Макарьев Желтоводский монастырь и в 1682 г. назначен воронежским епископом, по желанию Федора Алексеевича. Во время постройки в Воронеже адмиралтейства и флота и приготовлений Петра к Азовскому походу М. был его ревностным помощником и даже в 1695 г. отдал ему все свои деньги (6000 руб.). За последний дар Петр повелел ему именоваться еще епископом азовским. Денежные пожертвования "на ратных людей" от епископа в казну поступали в 1700, 1701 и в последующие годы, за что Петр увеличил епархию припиской новых городов. После 11-летнего управления святитель скончался (23 ноября 1703 г.); Петр участвовал в выносе его тела и по окончании обряда произнес: "Не осталось у меня такого святого старца". В 1735 г. мощи М., обретенные в 1732 г., были перенесены из Архангельского собора в Благовещенский, где покоятся и теперь в серебряной раке. Память 23 ноября.

Ср. "Историческое сведение о жизни М., первого епископа воронежского" (изд. 2-е, СПб., 1832); "Уроки из жизни святителя и чудотворца Митрофана, епископа воронежского" свящ. Ефремова (СПб., 1873); "Краткие жизнеописания русских святых" Игнатия (ч. II).

Митрофан, духовный писатель, архимандрит

(в миру Михаил Лаврентьевич Воронцов, 1791—1850) — Воспитанник славяно-греко-латинской академии, вольнослушатель московского университета, учитель низших классов московской академии и перервинской семинарии, священник, архимандрит Знаменского монастыря и, наконец, архимандрит Богоявленского монастыря (1845). М. известен как проповедник, знаток латинского языка и автор нескольких богословских сочинений. Проповеди М. собраны под заглавиями: "Слова и речи" (1850) и "Поучительные слова" (1855). Из богословских сочинений его известны: "Сказание о чудотворной иконе Знамения Пресвятой Богородицы"; "Нечто достопамятного о Богоявленском монастыре"; "Сведения о св. Мароне чудотворце" (1847—48 г.); "Наставления христианину для руководства в религиозно-нравственной деятельности" (1849) и др. Переводя латинских поэтов (напечатал перевод "Пяти сатир Горация в стихах", 1843), М. и сам часто сочинял стихи на латинском и русском языках. Из них напечатаны: "Радонежский пустынник, св. Сергий чудотворец", в 9 песнях (1849), и "Хвалебное приношение веры новопрославленному святителю Митрофану", в 5 песнях (1836). Под конец жизни начал составлять на латинском и русском языках, в стихах, свою автобиографию. Под его наблюдением напечатано в 1848 г. богослужебное Евангелие для болгарских церквей.

Ср. "Архиепископ Митрофан" в "Душеполезном Чтении" (1866, III, статья арх. Григория).

В. Р—в.

Митрофан, малорусский писатель

— см. Довголевский (Митрофан).

Митрофан, патриарх константинопольский

— святой, патриарх константинопольский (316—326), племянник императора Проба.

Митрофанов

(Павел Ильич) — гистолог и эмбриолог; род. в 1857 г.; учился в архангельской гимназии и на физико-математическом факультете московского университета; по окончании курса с 1881 г. по 1886 г. преподавал естественную историю в различных средних учебных заведениях; затем был приват-доцентом по кафедре зоологии в московском и варшавском университетах; в последнем с 1889 г. состоит экстраординарным профессором по кафедре сравнительной анатомии, гистологии и эмбриологии. Несколько раз совершал поездки с ученой целью за границу и на севастопольскую зоологическую станцию. Работы М. преимущественно относятся к гистологии и эмбриологии позвоночных. Они помещены в различных журналах русских и иностранных. Между прочим, напечатал: "Ueber die Endigungsweise d. Nerven im Epitheld. Kaulquap pen" ("Archiv f. Anatomie u. Physiologie von Du Bois Reymond", 1884), "Ueber die Intercellularlücken und Intercellularbrü cken im Epithel" ("Zeitschrift f. wiss. Zoologie", XLI), "К вопросу о периферических нервных окончаниях" ("Труды Зоологического Отд. Общества Любителей Естествознания", т. I, вып. 2, приложение, 1887), "Развитие двигательных нервных окончаний" (приложение № 7 к LIX т. "Записок Императорской Академии Наук", 1888) и др.

Митрофановка

— село Александрийского уезда Херсонской губернии, при прудах. Дворов 460, жителей около 3000.

Миттаг-Леффлер

(Gö sta Mittag-Leffler) — шведский математик; род. в 1846 г.; ученик Вейерштраса, с 1877 г. профессор в гельсингфорсском университете, с 1881 г. профессор в новом стокгольмском университете. Работы М. преимущественно касаются теории функций и дополняют труды Вейерштраса и Гермита многими важными положениями. Одна из установленных М. теорем известна под названием Миттаг-Леффлеровской теоремы. М. основатель (с 1882 г.) издания "Acta mathematica".

Миттельгебирге

или Средние горы, а также Межигорье (нем. B ö hmisches Mittelgebirge, чеш. Mezihor í, St ř edoho ří) — горный кряж вулканического происхождения в Чехии, по обеим сторонам верхней Лабы (Эльбы), отделенный Белой от Саксонских Рудных гор и Ползеном от Лужицкой горной страны. Отличается обилием вершин, из которых самые высокие — Милешевка или Громовая гора (Mileschauer, D onnersberg, чеш. Mile š ovka) — 835 м и Клеченберг — 704 м высоты. На правом берегу Лабы (Эльбы) М. носит имя Кегельберг, с вершиной Гельтгибер в 725 м. Почва отличается плодородием и содержит знаменитые источники лечебной воды: Пюльнау, Билин и Теплиц.

Миттельмарк

(Mittelmark) — часть Бранденбурга между Пригницем и Магдебургом (на западе), Укермарком (на севере) и Неймарком (на востоке).

Миттельштедт

(Отто Mittelstadt) — современный немецкий юрист, получивший известность брошюрой "Gegen die Freiheitsstrafen" (1879) как принципиальный противник современной системы карательных мер и сторонник телесных наказаний. Исходной точкой рассуждений М. служит идея общественной самозащиты; он отвергает все абсолютные теории наказания и теорию исправления, решительно становясь на сторону теории устрашения. По его мысли, наказание есть зло, логически следующее за злым поступком, и должно всегда оставаться тем, что оно в существе своем представляет: злом, мучением и страданием, независимо от свойства совершенного деяния. Государства выбирали и выбирают за данное преступное деяние данное наказание единственно по его целесообразности, т. е. (по мнению М.) по способности побудить к воздержанию от совершения данного деяния. Ввиду того что наказание есть зло, "не больше и не меньше", идея исправления, преследуемая современным лишением свободы, противоречит, по мнению М., его существу; кроме того, осуществление этой идеи и невозможно, и не входит в задачи государства, которое, наказывая преступника, естественно, стремится к одному — оградить себя от вреда и опасностей. Оставаясь последовательным, М. требует сохранения или восстановления смертной казни, телесного наказания, позорного поражения прав и допускает лишение свободы, лишь поскольку оно заключает в себе элемент телесного страдания и с условием, чтобы оно имело этот характер. В защиту телесных наказаний М. приводит обычные аргументы: дешевизну, удобство для людей бедных, экономическое положение которых продолжительным лишением свободы непоправимо разрушается, и т. п.; он ссылается также на народное требование восстановления этих наказаний, но совершенно голословно, без приведения доказательств. Брошюра М. произвела впечатление резкостью и решительностью, с которыми он обрушивается на все то, что наука уголовного права уже привыкла считать лучшими и незыблемыми своими устоями.

Ср. Фойницкий, "Учение о наказании" (СПб., 1889).

К.-К.

Миттервурцер, Антон

(Mitterwurzer, 1818—1876) — певец-баритон Дрезденского театра. Обладал выдающимся драматическим талантом и прославился, главным образом, как исполнитель вагнеровского репертуара.

Миттервурцер, Фридрих

(Mitterwurzer) — немецкий актер, сын Антона М.; род. в 1844 г.; на сцене с 1869 г.; был в 1884 г. директором венского Карлтеатра. Известен и СПб. по своей игре в труппе Бокка в 1891 и следующих годах. Играет роли первых любовников, бонвиванов и характерные; из классического репертуара — Ричарда III, Яго, Франца Моора, Нарцисса, Шейлока, Гамлета.

Его жена Вильгельмина (род. в 1848 г.) — также известная драматическая актриса; с 1871 г. член венского Бургтеатра: роли наивные, субреток, гран-дам и проч.

О них см. в "Dekamerone vom Burgtheater" (1880).

Миттервурцер, Фридрих (дополнение к статье)

(Mitterwurzer) — нем. актер: ум. в 1897 г.

Миттермайер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Миттнахт

(Герман Mittnacht, барон) — вюртембергский министр; род. в 1825 г.; служил по министерству юстиции. В 1861 году М. избран депутатом в вюртембергскую палату, где занял выдающееся место в рядах консервативной партии. В 1867 г. он сделан министром юстиции в кабинете Варнбюлера; провел реформу судоустройства и процесса. В 1870 г. М. принял участие в переговорах в Мюнхене и Версале, приведших к основанию Германской империи. В 1873 г. М. взял на себя портфель иностранных дел, сохраняя (до 1878 г.) и портфель юстиции, а в 1876 г. сделался министром-президентом и состоит им без перерыва 20 лет. С основания Германской империи он состоит также членом союзного совета. Его консерватизм значительно отличается от общегерманского и в особенности прусского консерватизма. Будучи сторонником германского единства, он, тем не менее, отстаивал и отстаивает ту долю самостоятельности Вюртемберга, которая оставлена за ним германской конституцией. Как глава правительства он никогда не противился тем реформам, которые решительно требовались общественным мнением; так, в 1868 г. он содействовал проведению конституционной реформы, даровавшей Вюртембергу всеобщее голосование для выбора 3/4 нижней палаты. В 1886 г. он высказался против новой реформы, долженствовавшей удалить из палаты всех привилегированных членов, заседающих в ней не по праву народного избрания, но в 1895 г., когда выборы в ландтаг обнаружили значительный рост народной партии и доказали, что общественное мнение решительно склоняется в пользу реформы, М. согласился на нее. В финансовой политике также постоянно идет навстречу демократическим требованиям общественного мнения.

В. В—в.

Миттнахт (дополнение к статье)

(Герман, барон Mittnacht) — вюртембергский политический деятель. В 1898 г. внес проект пересмотра конституции, которым удалялись из ландтага члены ex officio и по привилегированному избранию, и замещались членами по всенародному избранию, на основании пропорциональной избирательной системы. Проект не прошел через верхнюю палату. В 1900 г. М. вышел в отставку и заменен на посту мин-ра-президента Шоттом ф.-Шоттенштейн; в том же году он выступил кандидатом в ландтаг, но выбран не был.

Митту

— негрское племя в области верхнего течения Нила, между реками Роль и Роа и между 5°и 6° северной широты. По обычаям и языку племя разделяется на меньшие народности: абака, луба и мади (не следует смешивать этих мади с живущим южнее большим народом мади). М. — земледельцы; обрабатывают М. также и железо, но их изделия плохи и неуклюжи.

Ср. Schweinfurth, "Im Herzen von Afrika" (Лейпциг, 1874 и 1878).

Митусовы

— дворянский род, происходящий от Тимофея Григорьевича, подписавшего в 1571 г. поручную запись по князе Мстиславском. Его сын Иван Тимофеевич, дьяк, был на службе в Перми (1611) и объезжим головой в Москве (1629). Его потомки служили стольниками и стряпчими. Петр Петрович М. (1750—1823) был сенатором и почетным опекуном. Его брат, Василий Петрович († в 1822 г.), был новгородским губернатором (1801). Григорий Петрович (1795—1871) был сенатором. Род М. внесен в VI часть родословной книги Московской губернии (Гербовник, II, 105).

Митфорд

(мисс Мэри Руссель Mitford, 1786—1855) — английская писательница; получила известность своими трагедиями "Julian" (1823), "The Foscari" (1826), "Rienzi" (1828), "Charles the first" (1829). Её "Dramatic works" изданы в 1854 г. Еще более известны её повести "Our village" (1824—1832; новое изд., 1863) и продолжение их — "Belford Regis" (1835). Особенно замечательны её изображения сельской жизни в Англии. Менее удачны её поэтические рассказы в духе В. Скотта. Ей принадлежат еще: "Stories of American life by American writers". Её письма издали Chorley (1872) и L'Estrange в "Life of М." (Л., 1869) и "The friendships of Mary R. М." (1882).

Митхад-паша (дополнение к статье)

— турецкий политический деятель. См. Ali Haidar, "The life of M. P." (Л., 1903).

Митхила

(Mithilâ) — древний индийский город, столица царства Видега (северная часть Бехара), на месте которой теперь находятся Тирхут и Пурания.

Митчам

(Mitcham) — местность близ Лондона. Виллы. Свыше 12 тыс. жителей.

Митчелль, гора в Соединенных Штатах

(Mitchell) — вершина в Черных горах, в североамериканском штате Северная Каролина, иногда называемая Черным куполом (Black Dome). 6707 футов над уровнем моря.

Митчелль, Дональд Грант

(Mitchell) — американский писатель; родился в 1822 г.; был консулом в Венеции. Под псевдонимом Ik. Marvel М. напечатал: "Fresh gleanings" (1847; новое изд., 1851) и "Reveries of a bachelor" (1850). Из других сочинений его более значительны: "Dream life" (1851), "The judge doings" (1854), "My farm of Edgewood" (1863), "Seven stories" (1864), "Pictures of Edgewood" (1869), "The woodbridge record" (1883), "Daniel Tyler" (1883), "Wet days at Edgewood" (1864), "Doctor Johns" (1866), "Rural Studies" (1867; новое изд. под заглавием "Out of town places", 1884), "About old story-tellers" (1887), "English lands, letters and kings" (1889 —1890).

Митчелль, река в Австралии

(Mitchell) — река на полуострове Йорк, в британской австралийской колонии Квинсленд, образуется из слияния Дарго и Воннонготты, принимает слева Линд, а справа золотоносную Пальмер; впадает в залив Карпентария.

Митчель, Джон

(Mitchel, 1814—1875) — ирландский политический деятель; в 40-х гг. был одним из редакторов газеты "Nation", горячо поддерживавшей О'Коннела; недовольный осторожной политикой последнего, М. основал более радикальный орган: "United Ireland" (1845), призывавший к немедленной революции и с самого начала подвергшийся преследованию. М. был приговорен к 14 годам ссылки на Вандименову Землю. Оттуда в 1850 г. он бежал в Америку, где был принят с энтузиазмом, написал книгу "Jail Journal, or five years in british prisons" (Нью-Йорк, 1854) и основал "The citizen". В 1874 г. М. вернулся в Ирландию, где был избран депутатом; избрание, по предложению Дизраэли, было признано недействительным, так как М. не отбыл наказания и не был помилован королевой; он тотчас же был переизбран, но, не успев вступить в парламент, умер. Перу М. принадлежат книги: "Last Conquest of Ireland" и "History of Ireland".

Ср. William Dillon, "Life of John М.".

Митчель, Ормсби

(Ormsby Macnight Mitchel, 1810—1862) — американский астроном. Учился в вест-пойнтской военной академии, откуда в 1829 г. вышел в офицеры, но влечение к научным занятиям побудило его принять место репетитора математики в той же академии. Вскоре за тем он переселился в Цинциннати, где получил кафедру математики и астрономии. Здесь он издавал "Sidereal Messenger", первый астрономический журнал в Америке, и часто читал публичные лекции; последние возбудили в слушателях такую любовь к астрономии, что в короткое время собрана была значительная сумма для устройства новой обсерватории. М. ездил в Европу заказывать инструменты и, по возвращении в Цинциннати, проявил замечательную энергию в наблюдениях комет, двойных звезд и проч. Между прочим, он открыл трудно видимую спутницу звезды Антарес. Однако астрономическая деятельность сменилась потом деятельностью инженерной. М. сделался строителем и директором нескольких железных дорог и составил себе значительное состояние. При самом начале междоусобной войны он вступил в ряды южан, получил чин генерал-майора и командование отрядом в Южной Каролине, но вскоре заболел и умер от лихорадки. Наблюдения над двойными звездами обработаны и изданы учеником М., Кливлендом Аббе ("Monthly Notices", т. 37). До сих пор читаются с интересом многочисленные популярные сочинения М.: "The orbs of heaven", "The planetary and stellar Words" и "Popular astronomy"; последняя имеется и в русском переводе. Биографии М. напечатаны в "Astronom. Nachrichten" (№ 14 0 1) и в "Monthly Notices" (т. 23).

В. В. В.

Митчель, Томас

(Mitchel) — английский землемер, стоявший во главе межевого ведомства в Австралии (умер в 1885 г.). Путешествовал (1831) по Австралии, посетил в 1845 г. источники Варрего и Виктории-Барку и опубликовал: "Three expeditions into the interior of Eastern Australia" (1838) и "Journal of an expedition into the interior of tropical Australia" (1848).

Митчель, Уэйр

(Weir Mitchel) — американский врач; род. в 1831 г.; профессор в Филадельфии, известный своей системой лечения нервнобольных усиленным питанием (так называемая Митчель-Плейферовская система лечения, см. Неврастения). М. написал: "Diseases and injuries of nerves", "Lectures of nervous maladies of women", "Fat and blood; an essay a n the treatment of certains form of neurastenia and hysteria" (1877; 4-е изд., 1885).

Cp. Playfair, "The systematic treatment of nerve prostration" (Л., 1883).

Митченки

— село Конотопского уезда Черниговской губернии. Жителей 4480. Домов 768. Две церкви, школа, 4 лавки, кирпичный завод и водяная мельница.

Митчерлих, Христофор Вильгельм

(Mitscherlich, 1760—1854) — немецкий филолог, был профессором в Геттингене. Главный труд его издание од и эпод Горация (Лейпциг, 1800—1801). Он издал также гомеровский гимн Церере (Лейпциг, 1787), "Scriptores erotici graeci" (Цвейбрюккен, 1792—94), Гелиодора, "Aethiopica" (1799) и в сотрудничестве с Тихсеном и Геереном "Bibliothek der alten Litteratur und Kunst" (Геттинген, 1786—91).

Митчерлих, Эйльхард

(Eilhard Mitscherlich) — знаменитый немецкий химик (1794—1863). Изучал в Гейдельберге филологию. Одновременно с этим он изучал естественные науки и медицину. В 1818 М. отправился в Берлин, где занимался в лаборатории Линка. Работы М. обратили на себя внимание Берцелиуса, у которого М. проработал год в его лаборатории в Стокгольме. В 1822 г. М. занял место умершего Клапрота в берлинском университете. Главную заслугу М. составляет открытие изоморфизма (см. это слово; см. в "Abhandl. d. Berlin. Akd.", 1819). Занимаясь исследованием состава фосфорнокислых и мышьяковокислых солей, М. сделал наблюдение, что соли их, отвечающие одним и тем же основаниям, кристаллизуются в одинаковых формах. Отдельные факты, предугадывавшие эту теорию, были известны до М.: см. исследования Гей-Люссака (1816) над квасцами, Бёдана (1818) над цинковым и железным купоросом и др. Однако М. установил теорию изоморфизма совершенно самостоятельно. В подтверждение своей теории, Митчерлих получил селеновую кислоту и показал изоморфизм ее солей с солями серной кислоты; исследовал соли марганцовистой и марганцовой кислот и показал изоморфизм первых с сернокислыми, а последних с хлорными солями. Открытие изоморфизма имело громадное значение для химии и минералогии. Берцелиус тотчас же воспользовался изоморфизмом для выяснения атомного состава различных тел (особенно соединений, отвечающих окислам типа R 2 О 3). При определении атомных весов элементов изоморфизм служил одним из важных руководящих признаков. Установление аналогий между различными элементами нашло себе в сходстве кристаллических форм их соединений существенное подспорье. Благодаря этому изоморфизм является одним из главных оснований, на которые опирается естественная система химических элементов. С открытием изоморфизма кристаллическая форма стала очень важным признаком для характеристики тел. В минералогической классификации (Розе) изоморфизм произвел значительный переворот. В 1826 г. М. установил диморфизм (см.) кислой фосфорно-натровой соли и серы, а вслед за тем и некоторых других тел. Явлением диморфизма объяснился и тот факт, что углекислый кальций является в природе в двух кристаллических формах (арагонит и известковый шпат). В 1833 г. М. произвел целый ряд тщательнейших определений плотностей пара многих тел и при этом проверил объемные законы Гей-Люссака. Большое научное значение имеют работы М., касающиеся искусственного получения минералов. В области органической химии М. принадлежит ряд важных работ, касающихся бензола и его производных (1834), как-то: получение бензола из бензойной кислоты; получение первого нитропродукта, а именно нитробензола, получение азобензола и первых представителей класса сульфокислот. Другие работы М.: изучение контактных явлений, разработка аналитических способов открытия фосфора, исследование камерных кристаллов и др. В 1829—33 гг. М. издал "Lehrbuch d. Chemie" (в 1855 г. вышло 5-ое изд.; не окончено). М. занимался также геологическими исследованиями, посвященными вопросу о природе вулканических сил. Работы М. печатались в "Abhandlungen d. Berl. Akad.", "Poggendorff's Annalen", "Annales de chimie et de physique", "Annales des mines" и др.

См. G. Rose "Eilh. M." (Б., 1864); "Erinnerungen an E. M" (Б., 1894); H. Kopp, "Geschichte d. Chemie".

С. С.

Митьковка

— посад Черниговской губернии, Новозыбковского уезда, близ Климова, при верховьях речки Ирпы, притока Снова (притока Десны). Главный промысел — каменные работы. Церковно-приходское училище. Жителей 4002.

Митюков

(Каллиник Андреевич, 1823—1885) — юрист-романист; происходил из купеческого звания, учился в киевской семинарии и киевском университете; в 1846 г. назначен адъюнктом по кафедре римского права, которую занимал затем в качестве экстраординарного профессора до своей смерти; был деканом, потом ректором университета. Назначенный в 1869 г. директором демидовского юридического лицея, он вскоре (в 1870 г.) снова перешел в киевский университет, успев, однако, пригласить в лицей нескольких выдающихся профессоров.

Основательно знакомый со своим предметом, обладая замечательной ясностью мысли и изложения и выдающимся лекторским талантом, М. оставил по себе память одного из наиболее блестящих преподавателей римского права. Напечатанный курс его лекций ("Курс римского права", К., 1884) отличается ясностью, точностью и живостью изложения, но лишен оригинальности и передает лишь обычные воззрения немецких "пандектов". Ни глубокого философского, ни исторического освещения предмета у М. мы не находим, хотя он обладал несомненным историческим знанием, обнаруженным в напечатанных им разборах трудов Дыдынского, Капустина, Паделетти и др. (см. "Киевские Университетские Известия", 1876—83 гг.). Иногда ему не давалось понимание воззрений, не схожих с господствующими (ст. "По поводу статьи г-на Муромцева о владении", там же, 1877 г., № 2). Написал еще специальные монографии: "О признании тяжущихся сторон на суде по делам гражданским" (1847 г., магистерская диссертация) и "О наследстве по римским законам" (1848 г., докторская диссертация).

В. Н.

Митюшев камень

(М. наволок) — вершина возвышенностей на зап. берегу о-ва Новой Земли, у бухты Серебрянки. Высота 3200 фт.

Митяй

— священник. Недовольный назначением митрополита Киприана (см.) в преемники св. Алексию, великий князь Дмитрий Иоаннович наметил на митрополию своего духовника, священника М., которого уговорил постричься, и в самый день пострижения сделал его (в монашестве Михаила) архимандритом московского Спасского монастыря. Несмотря на то что св. Алексий не соглашался признать М. своим преемником, едва только святитель скончался (в 1378 г.), как М. вошел на митрополичий двор и начал всем здесь распоряжаться и собирать митрополичью дань. М. внезапно умер в 1379 г., в виду Константинополя, по дороге в Грецию.

Митякинская

— станица Области Войска Донского, на левом берегу Сев. Донца, в 38 верстах от окружной станицы. Дворов 555, жителей (вместе с хуторами) 19480, в самой станице 425 дворов и 2579 жителей. Станичное мужское и женское 3-разрядное училища; две ярмарки, торговля скотом и разными товарами на 1/4 млн. руб.

Миус

— река Обл. Войска Донского, берет начало на границе Славяносербского у., Екатеринославской губ., течет сперва к Ю.В., а за тем поворачивает к Ю. и это направление сохраняет до впадения своего в Азовское море. Речные берега М. с обеих сторон возвышенны, большею частью плоски; балки встречаются лишь изредка. М. прорезывает горную возвышенность, состоящую из раковинного известняка и до впадения важнейшего своего притока, р. Крынки (с правой стороны), течет по совершенно оголенной степи. Леса начинаются только от устья Крынки, где ранее находились знаменитые в истории южно-русских лесов Леонтьевский и Глуховской буераки. Здесь и теперь еще встречаются превосходные дубы, ильм, явор, груша и яблонь. Средняя ширина до 20 саж., глубина колеблется в пределах от 1 фт. до 3 саж. М. никогда не был ни судоходным, ни даже сплавным. В геологическом отношении долина М. весьма богата: прекрасные залежи каменного угля и серебросвинцовые рудники (pp. Крынка и Нагольная). Вода в реке чистая и годная для питья; из рыб особенно много карпов, судаков, окуней и щук. М. оканчивается лиманом, который судоходен. При Петре I предполагалось в Миусском лимане устроить порт, но впоследствии для этой цели предпочли Таганрогский залив. В XVIII в. на М. существовала построенная при Петре I крепость Новопавловская; от нее и до Таганрога был устроен ряд бастионов, замыкавшийся ретраншементом; эта военная пограничная линия охранялась ландмилицкими войсками, набиравшимися из жителей украинских или "польских" городов. По Прутскому договору 1711 г. крепость срыта, а линия упразднена за ненадобностью после завоевания Крыма в 1783 г.

Л. В.

Миусский округ

— Обл. Войска Донского, занимавший 11449 кв. вер. в юго-зап. части области; упразднен при присоединении к ней части Екатеринославской губ. в 1887 г.

Мифле

(Иосиф Эдуардович) — врач. Учился в каменец-подольской гимназии и киевском университете. Защитил докторскую диссертацию "О патологических изменениях яичка, обуславливаемых расстройствами в нем местного кровообращения" (Киев, 1880), был приват-доцентом того же университета, причем читал курсы об антисептическом способе лечения ран и об опухолях. В настоящее время — врач в Одессе. Напечатал "Об антисептическом способе лечения ран" ("Киевские Университетские Известия", 1880, № 7), "Что называется асептической раной?" (ib., № 11) и др.

Мифографы

(Μυθογραφοι) — название ряда древних грамматиков, занимавшихся объяснением мифов. М. составляли пересказы (υποθέσεις) отдельных поэтических произведений — драм или эпосов и пытались привести их мифические сюжеты во взаимную связь. Отдельные работы такого рода составляли еще Аристофан Византийский (см.), Асклепиад из Трагила и киклографы (см.). Прагматическое изложение мифов прежде всего дал Евгемер (см.), родоначальник евгемеризма; позже, под влиянием стоиков, развилось аллегорическое толкование, основывавшееся на беспочвенной этимологии и во времена Августа приведенное в систему для объяснения Гомера. Древнейшие, наиболее обширные труды М. не дошли до нас. Патриарх Фотий еще имел под руками сравнительно полный экземпляр "Библиотеки", приписываемой Аполлодору (см.). Дошедшие из нее отрывки с кратким очерком истории богов и героев, вероятно, относятся ко временам Адриана или Александра Севера. Также в искалеченном виде дошел до нас более ранний труд Палэфата, "Περί απίστιον", написанный в рационалистическом духе, причем некоторые догадки его очень остроумны: напр. сказание о создании Дедалом статуй, двигавшихся как живые существа, он объясняет тем, что Дедал первый стал отделять у изваяний руки и ноги от туловища (см.). Следующие М., Гераклид (см.) и анонимный автор книги "Περί απίστιον", идут по пути Палэфата, видя, напр., в гомеровской Сцилле прекрасную гетеру, обиравшую чужеземцев, и т. д. Сюда же можно отнести и соч. Корнута (см.) "О приходе богов". Сухие пересказы представляют собою "Метаморфозы" Антонина Либералиса (см.). Немного более ранний по времени Птолемей Хенн представляет особый тип М.: его "Новая история" ("Καινή ιστορία") наполнена вымышленными мифами с ссылками на писателей, большею частью не существовавших. В собраниях римских М. прежде всего помещаются " Fabulae" Гигина (см.), собравшего в бессвязный сборник 244 рассказа, большею частью из греческой мифологии; далее "Mythologica" Фульгенция, составленные, вероятно, в VI в. по Р. Х., "Argumenta Metamorphoseon Ovidii" Лактанция или Луктация Плацида, давшего пересказы из Овидия, и др. Издание "Mythographi graeci" сост. Westermann (Брауйшв., 1843; новая обработка его принадлежит Wagner'у, Лпц., 1894); "Mythographi latini" издали Muncker (Амстердам, 1631) и фан-Ставерен (Лейд., 1742). Дополнением являются издания трех "Mythographi vaticani" Андж. Май (в "Auctorum classicorum etc.", ч. III, Рим, 1831) и Боде (в "Scriptores rerum mythicarum latini", Целле, 1 834).

Мифология (общая теория мифов)

— см. Сравнительная мифология. См. также ст. Греческая, Индийская, Римская, Славянская и Северная мифология.

Мифра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мифу-Баня

— остров Приморской области, на реке Амур, длиной до 10 верст, шириной в некоторых местах до 5 верст. Песчаный, покрытый небольшим кустарником.

Михаил I

— митрополит Киевский, упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По надписи XVIII в. у его раки (приведенной в "Описании Киево-Печерской лавры" м-та Евгения) в 994 г. в царствование Василия и Константина, при патриархе Николае Хризоверге, пришел в Киев с крестившимся кн. Владимиром присланный из Царьграда святитель Михаил Сирин, который и был первым митрополитом всея России; он крестил сыновей Владимира и киевлян и в один год обратил в христианство всю землю русскую; умер в 998 г. и погребен в Десятинной церкви; около 1103 г. мощи его перенесены в Антониеву пещеру, а в 1730 г. в великую лаврскую церковь. Но древнейшие летописи наши или вовсе не упоминают о митрополите при св. Владимире, или называют первым митрополитом Леона. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною. См. м-т Макарий, "История русской церкви" (т. I); Голубинский, "История русской церкви" (т. I); Малышевский (в "Трудах Киевской дух. акд.", 1883, 12); П. Л. (в "Чтениях в Истор. общ. Нестора лет.", кн. 10).

Е. К.

Михаил III Обренович

— сербский князь (1839—1842 и 1860—1868), младший сын князя Милоша Обреновича, родился в 1823 г., был выбран сенатом в князья Сербии после смерти его старшего брата, Милана, правившего Сербией всего несколько недель. Милош согласился и отпустил своего сына в Сербию. Турция тоже признала это избрание, но потребовала, чтобы советниками при молодом князе были Вучич и Петрониевич. Поддерживаемый сенатом, М. отказался исполнить это требование и во главе управления поставил дядю своего, Ефрема Обреновича (см. Обреновичи), и Георгия Протича. Вучич и Петрониевич, пользуясь последовавшим возвышением податей, искусно волновали народ. Молодой князь колебался, переносил столицу из Белграда в Крагуевац и из Крагуеваца в Белград и все-таки ничего не мог поделать. В 1842 г., не пожелав отдаться под защиту турецкого гарнизона в Белградской цитадели, как это советовал русский консул, М. бежал от врагов, занявших уже Белград, за границу. С тех пор он жил преимущественно в Вене, где много работал над своим ранее весьма скудным образованием. В 1859 г., с восстановлением на троне Милоша, М. вернулся в Сербию, а в 1860 г., со смертью отца, вновь вступил на престол. Он усиленно работал над подготовлением полной независимости Сербии и над введением ее в круг европейских держав; после бомбардирования Белграда турками (1862) он добился очищения сербских крепостей от турецких гарнизонов. Мягкий, добрый по натуре, он приобрел значительную популярность, но утратил значительную часть ее в 1867—1868 гг. вследствие политики, робкой по отношению к Турции и двусмысленной по отношению к Болгарскому легиону, сформированному в Белграде. О времени его управления см. Сербия. М. был женат на графине Юлии Гуниади, с которою развелся в 1865 г.; брак его был бездетен; он усыновил и сделал наследником своего двоюродного племянника Милана (см.). В 1868 г. М. был убит в Топчидере (близ Белграда) сторонниками Карагеоргиевичей, не успевших воспользоваться плодами убийства. На главной площади Белграда М. поставлен памятник.

В. В—в.

Михаил Акоминат

митрополит афинский, выдающийся византийский писатель и общественный деятель. Род. около 1140 г. В 1182 г. назначен митрополитом города Афин. В 1204 г., после завоевания Константинополя латинянами, Афины подверглись нашествию маркиза монферратского Бонифация. М. без кровопролития сдал Бонифацию свой город и поселился на острове Кос, в монастыре Иоанна Предтечи, где и провел всю последующую свою жизнь в уединении, среди ученых занятий. Скончался около 1220 г. Все сохранившиеся до нашего времени литературные произведения М. можно разделить на четыре группы: проповеднические слова, речи похвальные и надгробные, письма и поэтические произведения. Проповеди М. основаны почти исключительно на Библии, богаты глубокими мыслями и исполнены пламенного ораторского воодушевления. Письма М. (до 200) адресованы к различным лицам и разнообразны по содержанию. Из его поэтических произведений одно (Θεανώ) философского содержания, одно касается истории города Афин, а большая часть написана на религиозные темы. Речи и письма М. имеют весьма важное историческое значение. Лучшее и полное издание сочинений М. Акомината сделано профессором афинского университета Лампросом, с историческими и филологическими примечаниями (Афины, 1879 — 1880). См. И. Соколов, "Акоминат Михаил" ("Православная Богословская Энциклопедия", изд. А. П. Лопухина, т. I, СПб., 1900).

Михаил Александрович, великий князь

— великий князь, третий сын императора Александра III, род. 22 ноября 1878 г. Шеф 129 пехотного Бессарабского полка и 5-й батареи гв. артиллерийской бригады.

Михаил Александрович, князь тверской-микулинский

(в иночестве Матвей) — князь тверской-микулинский, сын Александра Михайловича, тверского кн. (род. 1333). Микулинский удел получил ок. 1340 г.; после этого года летописи упоминают о нем впервые под 1362 г., называя его добрым и любимым кн. В 1363 г. его осаждал кн. кашинский Василий, скоро с ним помирившийся; через три года начинается с Василием новая борьба, и М. с помощью литовских войск берет Тверь. В 1367 г. призванный на третейский суд в Москву М. был арестован, но вскоре освобожденный становится вел. кн. тверским и de jure (1368). Когда напал на Тверь моск. князь Дмитрий Иванович, М. бежал в Литву и вместе с Ольгердом осаждал Москву в течение 3 дней. Через два года Дмитрий Иванович снова появился под Тверью; тверской князь бежал в Литву, оттуда в Золотую Орду, где получил от Мамая ярлык на Владимир; на обратном пути, спасаясь от Димитрия, он попал в Литву и, уговорив Ольгерда, 8 дней опустошал с ним окрестности Москвы. По заключении мира М. в 1371 г. отправился в Орду, но вновь полученный им ярлык на Владимир не имел значения. Тогда он открыл новую войну против Димитрия, опустошил окрестности Дмитрова и Кашина, разбил москвичей под Торжком, взял Кострому, Углич и Бежецкий Верх (1371 и 1372) и в третий раз привел Ольгерда под Москву (1372). Однако мирные условия (1373) не дали ему больших выгод и на будущее время предоставляли его только собственным силам. В 1375 г. открылась новая борьба, из-за перебежчиков-бояр, у М. с Димитрием Ивановичем; на этот раз М. лишился Микулина и должен был согласиться на тяжкие условия, предложенные победителем. В 1382 г. М. побывал в Орде, безуспешно добывая ярлык на великое княжение, равно как и позже, около 1396 г. Умер в 1399 г., постригшись в Спасо-Преображенском монастыре в Твери, где и погребен. От брака с Евдокией, известной только по имени, имел сыновей: Александра (ум. 1357), Александра-Ордынца (ум. 1389), Ивана (ум. 1435), Василия, Бориса и Федора.

Михаил Андреевич, князь верейский

— князь верейский, младший сын Андрея Дмитриевича, можайско-верейского князя. К 1433 г. он вместе с братом Иваном обязывается перед Юрием Дмитриевичем не сноситься с Василием II и по смерти Юрия признать великим князем его сына, но вскоре, по переходе перевеса в борьбе на сторону Василия, заключил подобный же договор с последним, участвовал с ним в походе против Улу-Махмета, был пленен татарами вместе с вел. князем и вместе же выкуплен. В 1447 г., по договору с Василием II, М. освобожден от татарской дани на два года и получил часть Заозерья; в 1450 г. получил от вел. князя Вышгород с волостями, но потом отступился от него в пользу Ивана Васильевича, вместе с которым участвовал в походе 1471 г. против Новгорода. В 1480 г. защищал Москву, по выбору великого князя, от Ахмата. Умер в 1486 г., завещав свой удел в силу договора 1483 г. великому князю. От брака с дочерью боровского князя, Еленою Ярославной, имел детей: Василия, по прозванию Удалого, Ивана и Анастасию.

В. Р—в.

Михаил Андреевич, князь суздальский

— князь суздальский, второй сын Андрея Ярославича († в 1264 г.), по другим — Андрея Александровича. До 1279 г. сидел в Городце Волжском, а с этого года — в Суздале (Никонова летоп., III, 67). В 1304 г., по смерти Андрея Александровича, своего двоюродного брата, бояр которого избили нижегородцы, М. Андреевич из Орды, где, по известию местного нижегородского летописца, получил суздальские пригороды, "приеха в Нижний Новгород и изби вечники". В 1305 г. он женился на какой-то ордынке и в том же году умер, а удел его перешел к брату его, Василию († 1309).

Михаил Архангел

— один из семи архангелов, национальный покровитель иудеев (Дан. X, 13 и др.), вождь небесного воинства в его борьбе с темными силами ада (посл. Иуды 8—10). Почитание его в христианской церкви восходит к древнейшим временам; память его чтится 8 ноября.

M.св. и духовные лица.

Михаил Атталиат

(Μιχαήλ Ατταλιάτης) — византийский правовед ХI в., родом из Атталии; кроме краткого руководства по праву, написал летопись событий с 1034 по 1079 гг. (изд. Bekker, Бонн, 1853).

Михаил Борисович

— великий князь тверской, получивший стол по смерти отца, Бориса Александровича, в 1461 г. В 1462 г. помогал московскому вел. князю в новгородских походах 1471 и 1477 гг. и посылал войска против Ахмата на Угру в 1480 г. В 1483 г. он заключил договор с Казимиром; тверская земля подверглась из-за этого страшному разорению от московского князя, и М., не дождавшись помощи от своего нового союзника, примирился с Иваном Васильевичем, став из равных "молодшим" даже по отношению к старшему сыну вел. князя. Отъезды тверских бояр в Москву и опасения за свой удел опять заставили М. сноситься с Литвой (1485) и, когда узнавший об этом Иван Васильевич подступил с войском к Твери, даже бежать туда. Не получив от Казимира помощи, он несколько лет еще скитался по польским владениям и с 1505 г. исчезает со страниц летописей. М. был женат: 1) на Софье, дочери киевского князя Семена Олельковича, и 2) на внучке Казимира IV; от последней имел дочь, бывшую замужем за одним из Радзивиллов.

В. Р—в.

Михаил Васильевич

— князь кашинский, второй сын Василия Михайловича. Родился в 1331 г., удел Кашинский получил около 1362 г.; в 1364 г. принимал участие в борьбе своего отца с князем М. Александровичем микулинским; в 1367 г. ходил против Твери; в 1371 г. перешел на сторону московского князя, но вскоре был приведен князем тверским "в всю волю" последнего, хотя и не надолго. Около 1372 г. ушел в Москву, а оттуда в Орду, но вернулся ни с чем. Умер в 1373 г. Удел перешел к его единственному сыну от брака с дочерью Семена Гордого, Василиссой, Василию.

Михаил Всеволодович

— князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после Калкской битвы, новгородским и с 1225 г. — черниговским. С 1229 г. по 1232 г. враждовал с Ярославом Всеволодовичем; в 1234 г. занял Галич, а через два года — Киев; в 1239 г., напуганный слухами о татарах, бежал в Венгрию, оттуда в Польшу, скитался там по разным городам и, возвратясь на родину, жил на острове против Киева, разоренного татарами. Пробыв опять несколько лет в Венгрии по случаю женитьбы своего сына (Ростислава) на дочери Белы VI, вернулся в Чернигов (1245); по приказанию ханских сановников, переписывавших там народ, отправился в орду и там был зверски замучен татарами из-за несоблюдения татарских языческих обычаев (20 сент. 1246). Тела его и погибшего с ним его боярина Феодора были погребены первоначально в Чернигове, потом перенесены в Москву (1572.); теперь покоятся в кремлевском Архангельском соборе (с 1774 г.), в бронзовой раке, заменившей чеканную серебряную, похищенную в 1812 г.

В. Рв.

Михаил Глебович

— князь белозерский, сын Глеба Васильевича. Род. в 1263 г.; в 1277 г. вместе с отцом и друг. князьями ходил в Орду и, вероятно, принимал участие в походе Менгу-Тимура на кавказских ясов. В конце следующего года он опять ходил помогать татарам против болгар. По смерти Глеба (1278) Михаил, получил Белоозеро, которое в следующем году отнял у него Дмитрий Борисович Ростовский. В 1286 г. М. опять в Белоозере; через четыре года он примкнул к Андрею Александровичу, интриговавшему против своего брата, вел. князя Димитрия, отправился с ним и другими князьями в Орду и там скончался летом 1292 г. Погребен в ростовском Успенском соборе. От брака с дочерью Феодора Ростиславича ярославского имел сыновей Феодора и Романа.

В. Р—в.

Михаил Давыдович

— князь моложский, младший сын Давида Феодоровича. Получил свой удел, вероятно, около 1321 г. Из его жизни точно известно лишь то, что в 1361 г. он ездил с дарами к одному из татарских вождей, Хидырю, во время происшедшей в Орде "великой замятни", по выражению летописи. По родословным книгам, он имел трех сыновей — Федора, Ивана и Льва.

Михаил Керуларий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Михаил Клопский

(† в 1452 г.) — преподобный. Придя в Клопский монастырь, близ Новгорода, он никому не открывал своего происхождения, но посетивший монастырь князь Константин Дмитриевич, сын Донского, узнал в нем своего близкого родича. Юродствуя, М. сделал несколько предсказаний, которые его биографы признают за пророчественные. Во время голода в Новгороде М. убедил игумена монастырские запасы хлеба раздать голодающим. Он сильно обличал Дмитрия Шемяку за его злодейства и, когда увещания его оказались напрасными, предсказал ему смерть.

Михаил Николаевич

— великий князь, четвертый сын императора Николая I. Род. 13 октября 1832 г., воспитывался под надзором августейших родителей; первый офицерский чин (подпоручика) получил в 1846 г. В 1852 г. назначен генерал-фельдцейхмейстером и бригадным командиром гвардейской конной артиллерии; в 1855 г. — членом Государственного совета, в 1881 г. — его председателем; в 1856 г. — генерал-адъютантом, вице-председателем комиссии, учрежденной для улучшений по военной части, начальником 2-й легкой гвард. кавалерийской дивизии (до 1857 г.) и членом Комитета об учреждении кавалерийской акд.; в 1857 г. — начальником артиллерии отдельного гвардейского корпуса; в 1859 г. — членом Комитета для рассмотрения состояния укреплений Балтийского и Черного морей; в 1 8 60 г. — главным начальником военно-учебных заведений; в 1878 г. — генерал-фельдмаршалом. Вел. князь участвовал в войне 1854—55 гг. С 1863 по 1881 г. состоял наместником Кавказа и главнокомандующим Кавказской армией. При нем окончательно были усмирены Чечня, Дагестан, Предкавказье и Западный Кавказ, учреждены: Сухумский отдел из абхазских земель (1866), Черноморский округ (1867), Елизаветпольская губ. (из частей Тифлисской и Бакинской губ., 1868), Карсская и Батумская области (из отнятых у Турции земель, 18 7 9). В 1864 г. вел. кн. награжден орденом Георгия 2-й ст. "за окончание Кавказской войны". В войну 1877—78 гг. был главнокомандующим Кавказской армией и на Аладжинских высотах принудил к сдаче большую часть армии Мухтар-паши. Вел. кн. награжден орденом Георгия 1-й ст. В 1850 гг. вел. кн. участвовал в трудах комиссии по освобождению крестьян. В 1894 г. назначен председателем комиссии для разработки вопросов, касающихся береговой обороны государства. Ныне он состоит шефом 2-й л.-гв. артиллерийской бригады, 2-й батареи гвард. конно-артиллерийской бригады, Кавказской гренадерской артиллерийской бригады, 10 артиллерийской бригады и полков: л.-гв. конно-гренадерского, 19-го Кинбурнского драгунского, 21 Белорусского драгунского, 38 Владимирского драгунского, 6 Таврического гренадерского, 64 Казанского пехотного, 149 Черноморского пехотного, 37 драгунского военного ордена, л.-гв. 4-й роты 4 батальона Стрелкового имп. фамилии, Прусского гусарского и Австрийского пехотного. Состоит также председателем Александровского комитета о раненых, почетным вице-президентом Михайловской артиллерийской акд., почетным членом Николаевской акд. Генерального штаба, Николаевской инженерной акд. и Военно-медицинской акд., почетным членом Имп. русского географического общества. От брака его (1857) с дочерью великого герцога Баденского Леопольда, великою княгинею Ольгою Феодоровной, родились сыновья вел. кн. Николай, Михаил, Георгий, Александр, Сергий, Алексий и дочь вел. кн. Анастасия.

Михаил Павлович

— великий князь, четвертый сын императора Павла I. Род. в 1798 г., умер 28 авг. 1848 г. в Варшаве. Был членом следственной комиссии по делу о декабристах (1825—26); генерал-инспектором по инженерной части (с 1825 г.); присутствующим в Государственном совете (с 1826 г.) и в Сенате (с 1834 г.); главным начальником Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов и дворянского полка (с 1831 г.; при нем основано до 14 кадетских корпусов) и главнокомандующим гвардейским и гренадерским корпусами (с 1844 г.). В 1814 г. участвовал в военных действиях против Наполеона; в 1817—19 гг. совершил путешествие за границу с образовательной целью, под руководством Лагарпа. В 1826—28 гг. в звании командира гвардейского корпуса участвовал в турецкой войне, а в 1830—31 г. — при усмирении польского мятежа (отличился при штурме Варшавы). Облеченный званием генерал-фельдцейхмейстера со дня рождения, М. Павлович фактически вступил в управление артиллерийским ведомством в 1819 г.; при нем произведен в этой части целый ряд преобразований и улучшений. От брака (1824) с вел. кн. Еленой Павловной (см.) имел 5 дочерей: Марию (1825—1846), Елизавету (1826—1845), Екатерину (1827—93), Александру (1831—1833) и Анну (1834—36). Как начальник, М. Павлович отличался строгостью, но часто был добр к подчиненным.

Михаил Рогоза

— по происхождению земянин Минского повета. В 1579 г. был возведен в архимандриты Минского Вознесенского м-ря, в 1582 г. получил сверх того в управление Слуцкий Троицкий м-рь, а в 1589 г. еще и Слуцкий Мороцкий. В том же году Сигизмунд III дал ему грамоту на киевскую митрополию, и он был посвящен в Вильне патр. Иеремией, который, впрочем, при посвящении оговорился, слагая с себя ответственность за его выбор. Хотя и существует мнение, что М. Рогоза был воспитанником иезуитов и ими же был проведен в митрополиты с целью введения унии, но это едва ли верно, так как до 1594 г. в нем не заметно склонности к соединению с латинской церковью и только после продолжительного колебания он примкнул к инициаторам унии, Терлецкому и Поцею. Даже подписав акт унии и артикулы, которые должны были быть представлены Папе, М. Рогоза продолжат скрывать свое отступничество от восточной церкви. Только на брестском соборе 1596 г. он открыто выступал сторонником унии. Православное духовенство и представители вост. патриархов объявили его лишенным митрополичьего сана и просили короля о назначении нового митрополита, но король предписал всем православным подчиняться М., как законному главе зап.-русской церкви, † в 1599 г.

Е. К.

Михаил Слезка

— южно-русский деятель книгопечатания, родом белорус, с 1633 г. поселился в Львове и стал заведовать ставропигиальной братской типографией, затем открыл собственную типографию и выговорил себе у короля Владислава IV право на печатание как латинских и польских, так и славянских книг. Братская типография, считавшая печатание книг славянской печатью своей привилегией, вступила в тяжбу с М., но затем примирилась с ним на условии печатания в братской типографии книг in folio и in quarto. В братской типографии М. напечатал много книг до 1651 г., когда возникла новая ссора с братством и М. был устранен. За перепечатку одной книги Киево-Печерской типографии митрополит Петр Могила наложил на М. проклятие. М. ум. в 1667 г. См. Огоновский, "История литературы русской" (I, 166—168); Каратаев, "Обзор кн. слав.-рус. печати".

Н. С—в.

Михаил Федорович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Михаил Черноризец

— святой мученик, инок обители св. Саввы. Оклеветанный женою персидского царя Ардамелеха и отказавшийся принять магометанство, М. был осужден на отсекновение головы (IX ст.). Мощи его видел в теле "аки живого" игумен Даниил в начале XII в., в лавре св. Саввы. Память 23 мая.

Михаил Ярославич

— великий князь тверской. Родился в 1271 г., стол занял около 1285 г.; в 1286 г. успешно преследовал литовцев, напавших на Тверскую землю. В 1288 г. за то, что М. "не восхоте поклонитися вел. князю Дмитрию", последний с большим войском явился в Тверскую землю, опустошил окрестности Кашина и дошел до самой Твери, но тут был заключен мир, и М. жил в согласии с Дмитрием до смерти последнего (1294). Зато с первых же лет княжения его брата Андрея открывается борьба, несколько раз прекращаемая духовенством. В 1301 г. М. пошел на помощь новгородцам против шведов, построивших на Неве против Охты крепость Ландскрону, но с полпути вернулся, узнав, что эта крепость уже сожжена новгородцами и их союзниками. В том же году он участвовал на съезде князей в Дмитрове, где переговаривали, вероятно, о Переяславле. С 1304 г., когда по смерти вел. князя Андрея множество его бояр отъехало в Тверь, начинается продолжительная борьба Москвы с Тверью из-за великого княжения. Получив в 1304 г. от хана ярлык, М. пошел с большою ратью на Москву, но, не будучи в силах взять ее, вернулся, заключив мир с Юрием. В 1308 г. снова пошел на Москву, бился под городом и "много зла сотвори". Вслед за тем М. Ярославич был приглашен в Новгород для разбора возникших там споров по поводу тверских владений в новгородской области и уладил дело, не возвращая земель. Но в 1314 г. новгородцы, воспользовавшись пребыванием М. в Орде, куда он отправился за получением ярлыка от нового хана Узбека, прогнали его наместников и пригласили к себе Юрия Даниловича. Вернувшийся М. разбил новгородцев под Торжком, взял с них окуп в 5000 гривенок серебром, равно с жителей Торжка, и казнил главных виновников возмущения, продолжая в то же время не пропускать в Новгород хлебных обозов. В 1316 г. Михаил Ярославич снова поднялся на новгородцев со всею Низовскою землею, но до сражения дело не дошло. В следующем году против него поднялся получивший ярлык на великое княжение и женившийся на сестре Узбека, Кончаке, Юрий, пользуясь содействием новгородцев, но потерпел страшное поражение при с. Бортеневе (1318), после которого был заключен мир; М. Ярославич, боясь татар, согласился на уступки. В 1319 г. М. казнен по приказанию хана, обвиняемый в утайке дани и отравлении пленной Кончаки (см.). От брака с Анной Дмитриевной Ростовской М. имел сыновей Димитрия Грозные очи, Александра, Константина, Василия и дочь Федору.

В. Р—в.

Михаил Ярославич Хороборит

(Храбрый) — князь московский и великий князь владимирский, четвертый сын Ярослава Всеволодовича. Впервые упоминается под 1238 г., в числе других князей, спасшихся от татарского меча (Никонова лет. III, 27); затем под 1247 г., когда был посажен вел. князем в Москву. В 1248 г. он выгнал своего дядю Святослава из Владимира и сам занял великокняжеский стол, но в том же году пал в битве с литовцами на берегу р. Протвы. Еп. Кирилл распорядился перенесением тела его во Владимир и похоронил в Успенском соборе.

Михаил, архимандрит выдубицкий

Михаил (в миру Мануил Иванович Козачинский) — воспитанник Киевской акд. Много путешествовал по славянским землям и Германии, заводил училища в Сербии. В 1739 г. был назначен префектом акд., где преподавал философию, в 1745 г. — архимандритом выдубицким. Напеч.: панегирик "Августейшей непобедимой Императрице" (Киев, 1744) и "Философиа Аристотелева" (Киев, 1745). Оба произведения М. Писаны на трех языках (русском, латинском и польском) и изобилуют тонкостями схоластического красноречия.

Михаил, византийские императоры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Михаил, духовный писатель (Монастырев)

Михаил (в миру Андрей Иванович Монастырев; 1815—1846) — воспитанник Орловской семинарии и Киевской акд., постригся в 1841 г. и получил степень магистра за сочинение "Опыт изъяснения послания ап. Павла к колоссянам". С 1842 г. — проф. Киевской акд. по кафедре библейской герменевтики и обличительного богословия. Кроме статей в "Воскресном чтении", напечатал: "О Кантовом формном начале нравственности" ("Маяк", 1843, т. 10).

Михаил, духовный писатель (Семенов)

(в миру Павел Васильевич Семенов род. в 1874 г.) — духовный писатель, архимандрит, профессор церковного права в спб. духовной академии, воспитанник казанской дух. академии. Главные его труды: "Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах церкви" (Казань, 1901, маг. диссерт.); "Собрание церковных уставов Константинопольского патриархата 1858 — 1899 гг. в русском переводе, с историей их происхождения" (Казань, 1902); сборник статей по вопросам церковной реформы: "Почему нам не верят" (СПб., 1905); историческая драма (под псевдонимом Дьяка Шигони) "Уставший царь" (СПб., 1906).

Михаил, епископ перемышльский и самборский

— с 1591 г. епископ перемышльский и самборский, поборник православия, родом из знатной дворянской фамилии (герба Лелива). Когда уния была утверждена соборным определением (1596), М. заявил себя непримиримым противником ее, за что вместе с Гедеоном Балабаном был предан анафеме. Несмотря на это, М. продолжал исполнять свой епископский долг и рукополагал священников даже в другие епархии, епископы которых отпали в унию. Немало притеснений вынес он и от местной польской шляхты, отнимавшей земельные угодья и дома, принадлежавшие Перемышльской епископии. Ум. в 1610 г. (по другим — 1612 г.). Ср. А. Добрянский, "История епископов трех соединенных епархий" (Львов, 1893).

К. Х.

Михаил, епископ прилукский

(Грибановский) — епископ прилукский (с 1894 г.); образование получил в С.-Петербургской духовной акд. (1884 г.). Оставленный при академии, М., после защиты диссертации pro venia legendi: "Религиозный элемент в философии Гераклита", был и. д. доцента по основному богословию. В 1887 г. М. защитил магистерскую диссертацию "Опыт уяснения основных христианских истин естественною человеческою мыслью. Вып. I. Истина бытия Божия" (речь пред защитой диссертации в "Христ. чтении", 1888, №№ 5—6), а в следующем году утвержден в должности инспектора. С 1890—94 г. М. был настоятелем посольской церкви в Афинах.

Михаил, епископ прилукский (дополнение к статье)

(Грибановский) — епископ прилукский; умер в 1898 г. Его новейшие труды: "Лекции по введению в круг богословских наук" (Казань, 1899); "Над евангелием" (Полтава, 1896); "Над евангелием. Воскресная ночь" (Симферополь, 1898).

Михаил, епископ уманский, курский и белгородский

Михаил (в миру Матвей Иванович Лузин; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и принял монашество; был при ней (1854—1877) бакалавром и проф. по кафедре Св. Писания, инспектором (1861——1870) и ректором (1876—1877). Затем был назначен ректором Киевской акд., в 1878 г. епископом уманским, а в 1883 г. — курским и белгородским. Напечатал: "О крещении чрез погружение и обливание" ("Прибавл. к твор. св. отцев", 1855; магистерская диссертация); "О Евангелии и евангельской истории", по поводу книги Ренана "Жизнь Иисуса" (ib. 1864 и отд. М., 1865 и 1870; докторская диссертация); "О так наз. евангелии от евреев" ("Сборник, изд. по случаю юбилея Москов. духовной акд.", М., 1864); "Толковое евангелие" (т. I, М., 1870; 4-е изд. 1884; т. II, М., 1871; 2-е изд. 1884; т. III, М., 1874); "Библейская письменность, каноническая, неканоническая и апокрифическая" ("Чт. в Общ. люб. дух. просв." 1872, кн. 2); "Толковый апостол. Кн. 1-я, Деяния св. апостолов" (М., 1876; 2 -е изд. 1886) и кн. 2-я, "Соборные послания св. апостолов" (Киев, 1890; посмертный труд); "Соборные послания ап. Павла" (М., 1887) и мн. др.

Михаил, епископ уманский, курский и белгородский (дополнение к статье)

— После его смерти издана его "Библейская наука", в 11-ти книгах (Тула, 1898 —1905).

Михаил, король польский

(Фома Корибут Вишневецкий, 1638—1673) — см. Вишневецкие.

Предыдущая страница Следующая страница