Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 4, Маз - Май)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 4, Маз - Май)

Предыдущая страница Следующая страница

Мазановский

(Антоний Mazanowski) — польский критик, клерикал школы Тарновского. При большом знакомстве с литературными произведениями, М. дает мало своего и недостаточно глубок в понимании как классического периода ("Stosunki и wzajemne są dy Mickiewicza, S ł owackiego i Krasi ňskiego"), так и современных течений ("Mł oda Polska w powie ści, Lirусе i dramacie", Краков, 1902). M. — один из составителей "Podr ę cznik do dzejó w literatury polskiej" (Краков, 1901) — очень тенденциозного, но богатого фактами учебника истории польской литературы до наших дней. М. знаком с русской литературой; в числе его статей обращает на себя внимание "Maksym Gorkij" ("Przeg l ąd powszechny", 1902. X и XI).

Мазар-и-шериф

— главный административный центр северной части Афганистана (Афганский Туркестан), лежащий на караванном пути от Амударьи в Кабул, в оазисе при р. Балх. До 20 тыс. жит. По преданию, здесь похоронен Али, зять Магомета; на поклонение его могиле стекается множество богомольцев.

Мазараки

— дворянский род польского происхождения, восходящий к XVII в. Одна ветвь его осталась в Малороссии после присоединения ее к России. Из последней ветви происходил артиллерии ген.-лейтенант Семен Семенович (1787-1854), с отличием служивший в войну 1812 г. Старший в роде из его потомков именуется М.-Дебольцевым. Род М. внесен в родословные книги дворян Царства Польского и в VI, I и II ч. род. кн. Киевской, Черниговской, Екатеринославской, Полтавской и Бессарабской губ. (Гербовник, VIII, 129 и XIII, 49).

В. Р.

Мазарини

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мазаррон

(Mazarron, Almazarron) — город в испанской провинции Мурсия, вблизи морского берега, где имеет гавань. В окрестностях железо, медь и свинец. Свыше 16 тыс. жит.

Мазас

(Mazas) — так называется одна из парижских тюрем, специально предназначенная для заключения подследственных арестантов; в ней также отбывают наказание лица, присужденные к тюремному заключению на срок не свыше двух месяцев. Она построена по лучеобразному плану келейных тюрем. Одиночное заключение в мазасской тюрьме составляет общее правило, допускающее, однако, немало исключений. Существуют 30 так назыв. cellules doubles для таких арестантов, которых тюремная администрация считает склонными к самоубийству; иногда же совместное заключение практикуется для того, чтобы выпытать признание в преступлении. Заключенные не обязаны работать, но если они сами того пожелают, то тюремное начальство обязано доставлять им работу. Мазасская тюрьма вмещает 1135 заключенных. Она выстроена в 1849 г.

Мазатенанго

(Mazatenango) — город в западной части республики Гватемала, в Центральной Америке, у подошвы прибрежных Кордильер. Жит. 12000 (1890).

Мазатлан

(Mazatlan) — город в мексиканском штате Синалоа, при впадении реки М. в Калифорнийский залив. Значительная торговля с Англией, Францией и Соед. Штатами. Главные предметы вывоза: серебро, кожи, меха, красное дерево, кедр и другие дорогие породы деревьев, медь, свинец и драгоц. металлы; правильное пароходное сообщение со многими городами. Жителей 12850 (1890).

Мазаччьо

(Masaccio), собственно Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди, — знаменитый итальянский живописец, род. в 1401 г., ум. в Риме, в конце 1428 г. Вазари мимоходом упоминает, что его учителем был Мазолино да Паникале, но это сомнительно; он был принят во флорентийский цех degli speziali (врачей и аптекарей) раньше Мазолино (в 1421) и в корпорацию живописцев всего чрез год после него (в 1424), вследствие чего представляется более вероятным, что М. развился независимо от Мазолино, но что при сходстве направления обоих художников они были близки между собой в своей жизни и деятельности. Подобно Мазолино, М. трудился преимущественно во Флоренции, но работал также в Пизе и Риме. Несмотря на кратковременность своей жизни, он выказал себя первостепенным мастером, значительно превзошедшим Мазолино в понимании форм реального мира, в драматизме и в чувстве красоты, в сильной степени подвинул вперед итальянскую живопись и оставил в своих произведениях образцы, по которым учились потом Л. да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Главные из этих произведений суть фрески, написанные в капелле Бранкаччи, в црк. св. Марии дель Кармине, во Флоренции, рядом с фресками Мазолино. Они изображают "Изгнание Адама и Евы из земного рая", "Крещение, совершаемое ап. Петром", "Ап. Петра и Иоанна, исцеляющих своей тенью больного", "Чудо с Кесаревым динарием" и "Проповедь ап. Петра". Другие многочисленные фрески и станковые картины, о которых говорит Вазари, как о принадлежащих М. во Флоренции, либо исчезли, либо не могут быть признаны за его работы (как, напр., "Мадонна с Младенцем и св. Анной" во Флорентийской акд. художеств). Некоторые приписывают ему, также со слов Вазари, фрески небольшой капеллы в римской базилике св. Климента, но они принадлежат скоре Мазолино. В различных музеях Европы встречаются картины, считающиеся произведениями М.; действительная их принадлежность ему в большинстве случаев сомнительна. Ср. F. G. Knudtzon, "Masaccio og den floreotinske Malerkonst paa hans Tid" (Копенгаген, 1875).

Маздеизм

— см. Парсизм.

Мазендеран

(Masenderan) или Мазандеран — провинция Персии, на южном и юго-восточном берегах Каспийского моря. От прибрежной равнины, не имущей хороших гаваней, поднимаются террасами цепи гор Эльбрус до вершины Демавенд. 27000 км, хорошее орошение, жаркий, сырой, нездоровый климат; чрезвычайно плодородная почва. Разведение шелковицы и шелководство. Скотоводство: лошади, ослы, овцы и рогатый скот. Торговля шелком, рисом и хлопком с Россией. Леса. Жителей около 300000, большей частью номады. Знач. торговый пункт Барферум; гл. гор. Сари, с 20000 жит.

Мазепа-Колединский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мазепинцы

— представители казацкой старшины, приставшие к Мазепе или под влиянием личных целей, или руководствуясь политическими идеалами, или опасаясь расправы простого казачества над старшинами и их имуществом в смутные годы 1708-1709 на Украйне. Одни из мазепинцев вскоре возвратились под власть царя, другие остались изгнанниками и вынесли все последствия своей измены. О М. существует монография Н. Костомарова ("Монографии и исследования ", т. XVI); см. также статьи А. Лазаревского в "Русском архиве" 1875 г.

И. Ж.

Мази

— Мазью называется такая лекарственная форма, в которой врачебное средство, будучи смешано с той или другой воспринимающей средой, образует консистенцию, занимающую середину между спуском и линиментом. Воспринимающей средой, или иначе основанием, М. служат следующие вещества: свиной жир, жидкое эфирное масло с воском или спермацетом, вазелин, ланолин; сало; реже — калийное мыло, коровье масло, костный мозг, смесь глицерина с крахмалом, масло какао, терпентин, смолы с жирным маслом, иногда яичный желток, мед. Из этих веществ все, обладающие мягкой консистенцией, смешиваются между собой непосредственно, плотные же предварительно растапливаются с жидкими. Смесь глицерина с крахмалом во многих случаях служит хорошей основой для М., так как она долго не портится, многие лекарственные вещества равномерно в ней распределяются, и, кроме того, такая смесь легко смывается с поверхности кожи. Число средств, прибавляемых к основаниям М., весьма значительно; сюда относятся многие порошки растительного, животного и минерального происхождения: камфара, экстракты, опий, бальзамы, эфирные масла, смолы, мыло, окиси металлов, соли, сера, йод, хлороформ, настойки, кислоты, едкие щелочи и алкалоиды. Само собою разумеется, что все эти врачебные средства не могут быть смешиваемы с основаниями М. в одинаковой пропорции, а в количестве, сообразном свойству и качеству каждого отдельного средства. М. должны быть приготовляемы через тщательное смешение входящих в состав их веществ. Жиры должно смешивать между собой не разом в больших количествах, а через постепенное прибавление одного жира к другому. Все твердые средства, входящие в состав М., должны быть предварительно превращены в мельчайший порошок. Камфара, окиси металлов, алкалоиды, разные порошки и смолистые вещества сперва растираются с небольшим количеством жирного масла или жира, после чего мало-помалу примешивают к ним основание М.; соли, экстракты, опий, и вообще вещества, растворимый в воде или спирте, сперва растворяются и растираются с возможно малым количеством воды или спирта, а потом примешивают основание М. Настойки, хлороформ, эфирные масла, кислоты, щелочи и вообще водные и спиртные растворы примешиваются мало-помалу к основанию М. Если основанием М. служит смесь глицерина с крахмалом, то все те средства, которые растираются с жирным маслом или с жиром, должны быть растираемы с небольшим количеством глицерина, а не с маслом. Когда прописаны смеси двух или трех различных М., то сперва более твердую М. растирают с небольшим количеством более мягкой и потом примешивают остальное количество последней. Мыло сперва растворяют при нагревании в масле, а потом примешивают прочие средства. Коровье масло сперва промывают водой для удаления поваренной соли, а потом смешивают с врачебными средствами. Для тех М., которые приготовляются из воска, спермацета, бычачьего сала, мыла, масла какао и мускатного масла, берут на 1 часть воска 3 части жирного масла, на 1 ч. спермацета — 2,5 части масла, на 1 ч. бычачьего сала от 1/2 до 1 ч. масла, на 1 ч. мыла, масла какао или мускатного масла — 1 ч. жирного жидкого масла. Если же в состав таких М. входят еще камфара, бальзамы, эфирные масла и др. средства, разжижающие М., то берут воска, спермацета или сала больше, имея в виду придать смеси надлежащую консистенцию. М. отпускаются в хорошо закрытых стеклянных или глиняных банках. М. назначаются в тех случаях, когда рассчитывают на местное действие на кожу того или другого лекарственного вещества или же когда есть основание допустить, что вещество всосется через кожу, поступит в общую массу организма и вызовет общее или отдаленное действие. В некоторых случаях втирание М. имеет целью защитить кожу от внешних раздражений, в других, наоборот, М. является растворяющей средою, способствующей удалению кожных чешуек, корочек и т. д. М. либо непосредственно намазываются на кожу, либо на какую-нибудь ткань (полотно, гуттаперча), которая уже затем прикладывается к коже. Для тех М., которые употребляются в виде втираний, следует хотя бы приблизительно обозначать величину одной дозы, выраженную путем сравнения с общеизвестными предметами, напр. с булавочной головкой, чечевицей, горошиной, бобом, лесным орехом. Если имеют дело с весьма сильно действующими веществами, то часто выписывают общее количество разделенное на отдельные приемы. По характеру действия различают М. раздражающие, успокаивающие, защищающие, размягчающие и др. в зависимости от того заболевания, против которого применяется та или другая М.

Д. К.

Мазилы, мазылы

— в Бессарабии при прежнем молдавском правительстве так наз. члены сословия, непосредственно следовавшего за боярами и постельничими. М. пользовались льготами в податном отношении (ср. документ, напеч. в "Чтениях Общ. ист. и древ. рос." 1875 г., № 1). По присоединении Бессарабии к России М. причислены к состоянию однодворцев. Законом 10 марта 1847 г. (П. П. С. Зак. 20987) были определены лежавшие на них повинности (подать — даждия) и постановлено было, что М. по возможности образуют в составе волостей отдельные сельские общества, управляемые выборными капитанами мазылов (старшины).

Мазини

Анджело — известный итальянский тенор, род; в 1846 г., дебютировал в 1869 г., пел с большим успехом в Лондоне, Вене, Мадриде, Лиссабоне, Южной Америке, Москве, Варшаве. В Петербурге М. выступил в 1877 г. в Имп. итальянской опере и участвовал в ней до ее прекращения. После того многократно посещал Петербург, принимая участие в спектаклях итальянской оперы Панаевского театра, Малого театра, "Аквариума". Богатый голос позволял ему браться за самые разнородные партии, от графа Альмавивы в "Севильском цирюльнике " до Рауля в "Гугенотах". В настоящее время голос М. стал ненадежным на самых высоких нотах, но на остальных сохранил всю свою прелесть. Осмотрительно выбирая партии, подходящие к его голосовым средствам, М. и теперь производит обаятельное впечатление. Верди особенно покровительствовал М.

Н. С.

Мазиуc

(Германн Masius) — немецкий писатель и педагог (1818 — 1889). Широкое распространение, кроме его учебников ("Deutsches Lesebuch") имели его "Naturstudien" (1852; много изд.). Он написал еще: "Deutscher Wald und Hain" (1871), "Luftreisen" (1872), "Geographisches Lesebuch" (1874).

Мазо

(Шарль-Жан-Жак Mazau) — французский политический деятель. Род. в 1825 г.; был адвокатом в Париже; во время Империи часто выступал в процессах политических и печати и сотрудничал в юридических изданиях. В 1871 г. выбран в Национальное собрание, где примкнул к республиканской левой; поддерживал правительство Тьера, потом боролся с м-вом "нравственного порядка". В 1876 г. М. выбран, в 1885 и 1894 гг. переизбран сенатором; с 1882 по 1885 г. состоял членом кассационного суда. В 1887 г. был министром юстиции в кабинете Рувье. В 1890 г. назначен президентом одной из палат кассационного суда. В этом качестве играл видную роль в деле Дрейфуса, которое вел довольно беспристрастно. Когда сенат, в 1899 г., в качестве верховного уголовного суда должен был разбирать дело о заговоре, устроенном Деруледом и монархистами с целью ниспровержения республики, М., вместе со всей правой сената, вотировал за некомпетентность сената в подобных делах. В 1900 г. М. оставил свой судейский пост, вследствие достижения предельного возраста. В 1903 г. окончился срок его сенаторских полномочий и он не пожелал выступить на новых выборах.

В. В — в.

Мазовецк

— посад Мазовецкого у. Ломжинской губ., некогда город (теперь уездн. город в Мазовецком у. Тыкоцын, а не М.). Жит. 5685 (2891 жнщ.).

Мазовия

или Мазовша, Мазовецкая земля (Mazowsze, Mazowiecka ziemia, лат. Masovia, нем. Masowien) — во время самостоятельного существования Польши так назывались плодородные земли по pp. Висле, Бугу и Нареву, с главными гг. Варшавой, Плоцком и Равой. М., в древнейшее время часть Польши, стала герцогством в правление Конрада I (1207), который для защиты своей страны от опустошений пруссами навел на Пруссию немецких рыцарей. Когда в 1526 г. со смертью герц. Януша и Сигизмунда прекратилась правившая в М. династия, король Сигизмунд I снова присоединил М. к Польше. При третьем разделе Польши, в 1795 г., М. досталась Пруссии, от которой в 1807 г. была отделена и присоединена к Герцогству Варшавскому; в 1814 году вошла в состав Царства Польского. Жители М. называются мазурами (а также мазовшанами).

Мазовша

— царевич ордынский. В 1451 г. отец его, Сеид-Ахмет, хан Синей или Золотой Орды, отправил М. с войском за данью к вел. кн. Василию II. Последний вверил Москву защите митроп. Ионы и боярам и отправил против татар кн. Звенигородского, которому, однако, не удалось помешать татарам переправиться через Оку. М. в июне стал под Москвой, жег ее посады и готовился к решительному приступу, но после вылазки москвичей из Кремля ночью убежал, оставив весь свой лагерь и обоз. По летописям, причиной бегства был услышанный татарами шум, принятый ими за шум приближающегося войска великого князя.

В. Р-в.

Мазолино да Паникале

(Masolino da-Panikale) — прозвище, под которым известен итал. живописец Томмазо да Кристофоро-Фини. Он род. ок. 1383 г., в Паникале (в долине р. Арно), учился, как полагают, у знаменитого флорентийского золотых дел мастера и скульптора Гиберти, работал в Риме, в Кастильоне ди Олонна (близ Милана), преимущественно же во Флоренции, и ум. около 1440 г. В истории искусства М. занимает видное место, как один из двигателей возродившейся итальянской живописи по пути к прогрессу, еще не отделавшийся от некоторой сухости и наивности последних джоттистов, но воспроизводивший наблюденное в действительности с большей решительностью и свободой, чем его предшественники, и стремившийся к драматизму и грации. Из произведений, которые приписывались ему в прежнее время, принадлежащими несомненно ему признаются теперь только фрески в хоре коллегиальной црк. Кастильоне ди Олонна (сцены из житий св. Стефана и св. Лаврентия и сюжеты, относящиеся до Богородицы), в крестильнице того же городка (эпизоды из истории Иоанна Предтечи) и в капелле Бранкаччи, в црк. C.-Mapиa дель Кармине во Флоренции ("Адам и Ева в земном раю" и "Апостол Петр, воскрешающий Тавифу"). Некоторые художественные критики признают, кроме того, за его работу стенную роспись небольшой капеллы в базилике св. Климента в Риме ("Сцены из жития св. Екатерины Александрийской", "Благовещение" и пр.) — фрески, исполнителем которых Вазари называет Мазаччьо.

А. С-в.

Мазохизм

— см. Извращение полового чувства.

Мазулипатам

или Бандар (Masulipatam, рыбный гор.) — укрепленный город в Мадрасском презид. Британ. Индии, на одном из рукавов Кистны, славится своими бумажными тканями, ведет торговлю этими тканями и индиго; промышленность и торговля в упадке со времени отозвания английского гарнизона и наводнения 1864 г., от которого погибло 30000 чел. Жит. 38000 (1891).

Мазурин

(Константин Митрофанович) — русский писатель по музык. вопросам (род. в 1866 г.). Главные его труды: "К вопросу о способе элементарного преподавания музыки"; "К истории и библиографии пения"; "Методология пения".

Мазурия

(нем. Masuren) — местность в юго-вост. части прусской провинции Вост. Пруссии, с пространством в 9403,39 кв. км и населением (1890) в 385779 чел. (в том числе 12236 католиков и 1961 евреев), которые, как потомки переселившихся сюда во второй половине XV ст. поляков (за исключением немецких обитателей городов), говорят испорченным польским языком. Ср. Toppen, "Geschichte Masuriens" (Данц., 1870); Heusel, "M. Ein Wegweiser durch das Seengebiet" (1892).

Мазурка, село

(Никольское тож) — село Новохоперского у. Воронежской губ., при рч. М. Дворов 659, жит. 5218; училище; 3 ярмарки, с общим оборотом до 60 тыс. руб.

Мазурка, танец

— польский танец; впервые появился в воеводстве Мазовии; называется тоже мазуре, мазурек. Танец скорый, в трехдольном размере; мелодия имеет акцент на третьей или второй четверти, пишется преимущественно в двухколенном складе. М. получила распространение в царствование Августа III, короля польского и саксонского. Шопен, Глинка, Монюшко, Чайковский и мн. др. композиторы придали М. художественную обработку.

Н. С.

Мазуркевич

(Владимир Александрович) — поэт. Род. в 1871 г. Окончил курс спб. унив. по юридич. факультету; состоит помощником присяжн. поверенного; выступал как актер в театре Яворской и на других сценах. С 1887 г. помещает лирические стихотворения в "Ниве", "Живоп. Обозрении", "Петерб. Жизни", "Вестн. Европы", "Наблюдателе", "Вестн. Иностр. Литер." и др. Писал очень много в юмористич. изданиях. Много переводил из Петефи, Поля Верлена, Коппэ, Байрона (для издания под ред. Венгерова), а также перевел большую драматическую поэму венгерского поэта Эмериха Мадача "Трагедия человечества" ("Всем. Вестник", 1904). Стихотворения М., выделяющиеся легкостью и изяществом формы, собраны в двух книгах (СПб., 1894 и 1904). Отдельно изданы им также 5 сборников мелких рассказов и сборник театральных пьес (1901).

Мазуровская

Марья Викентьевна — актриса, род. в 1858 г.; играла сначала на варшавской польской сцене, потом, изучив русский язык, перешла к исполнению пьес на русском языке, с успехом гастролируя в СПб., Москве и др. городах России.

Мазуры

— польское племя в Мазурии (см.) и Мазовии (см.). М. или мазураками называются также жители равнин в зап., польской половине Галичины (до р. Сан или Сян на В.).

Мазут

— см. Остатки нефтяные.

Мазут

— см. Нефть, Нефтяные остатки.

Мазуччио

(Tommaso Masuccio) — итальянский новеллист; был секретарем салернского князя Роберта Сансеверино; годы его рождения и смерти неизвестны. Его " Novellinо" — значительнейшее итальянское собрание новелл XV в. (в 5 книгах 50 новелл) — вышло в Неаполе в 1476 г. и не раз переиздавалось. Новое издание — Settembrini ("Biblioteca napolitana", т. I, Неаполь, 1875).

Мазь вагонная

— см. Смазочные материалы.

Мазь колесная

— см. Дерево и Смазочные материалы.

Маи

Анджело (Mai, 1782-1854) — знаменитый итал. ученый, библиотекарь ватиканской библиотеки, член конгрегации пропаганды в Риме, позже кардинал и префект конгрегации индекса. Им открыто и издано громадное количество отчасти вовсе дотоле неизвестных, отчасти известных лишь по названиям памятников литературы древнеклассической и древнехристианской: отрывки из 10 речей Цицерона, отрывки из сочинений Плавта, письма Марка Аврелия и его наставника Фронтона, две древние биографии Александра Македонского, сочинения Дионисия Галикарнасского, Филона, Полибия, Диодора, Диона Кассия, Апулея, Боэция, некоторые сочинения Кирилла Александрийского, Афанасия Александрийского, Евсевия Кесарийского, Григория Нисского, отрывки из сочинений еретиков Аполлинария, Аэция, Евдоксия, Федора Мопсуэтского и мн. др. Все найденные им сочинения размещены им в изданиях: "Scriptorum veterum nova collectio" (Рим, 1825-38), "Specilegium Romanum" (1839-44), "Nova Patrum bibliotheca" (1844-71), "Classici auctores e vaticanis codicibus editi" (1828-38).

Маин

(Майн) — р. Приморской обл., правый приток р. Анадыра; берет начало в Русском хребте, течет сначала на ЮВ, затем на СВ; длина 250 — 300 вер. Река мало исследована.

Маинский порог

— последний и самый нижний порог верхнего течения р. Енисея, в 5 в. выше дер. Означенной, в Енисейской губ., Минусинского окр. Длина порога около 2 в. Течение чрезвычайно быстрое, в пороге река пересекается грядами огромных валунов и утесов, оставляя лишь неширокий проход. В полую воду для сплавных судов и плотов порог не опасен.

Маинский рудник

— медный рудник в Енисейской губ., Минусинском округе, на левом берегу р. Енисея, в 7 вер. от дер. Означенной; разрабатывался с 1730 по 1740 г. Руды его в виде медной зелени, сини и лазури проплавлялись на казенном Лугавском заводе. Из рудника добыто было до ста тысяч пд. медной руды.

Маипуре

(Maypure) — кровожадное индейское племя Южной Америки, может быть, родственное караибам (см.); живет у истоков pp. Меты и Гвавиаре, впадающих в Ориноко, в территории Сан-Мартин Республики Колумбии.

Маира

(Маira) — название двух рек: 1) М., правый приток р. По, в провинции Кунео; 67 км. — 2) M., или Мера, правый прит. Адды, вытекает из окраины Вал-Мароццо в граубюнденском округе Малойя, у Казаччии (на высоте 1460 м) впадает в главную долину Бергелля (см.), у Киавенны переходит в поперечную долину, течет через сланцевую и болотистую наносную долину Пиано ди Киавенна и, приняв со Сплюгена р. Лиро, впадает в Лаго ди Меццола, отделяемый от озера Комо дельтой Адды; длина 67 км.

Маис

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маисовое масло

— см. Масла жирные.

Май

(лат. mensis Majus, греч. πεμπτος μήν, нем. и франц. Mai, англ. May, итал. Maggio, польск. и чешск. Мaj; коренные славянские названия: в Древней Руси — травный, у малороссов — травень, у чехов кветен и травен, а в старину изок и сибин, у сербов — травен, цветан, а в старину свибан, у болгар — летен, травен, у словаков — цветень, у хорватов — розоцвет, розняк, велик травен, щебой или швибан; польск. Maj (значит "зелень") — по современному счислению, пятый месяц в году; название свое получил от римск. богини Май. Имеет 31 день. Название М. (в церковных книгах Маий) перешло к нам от Византии. Народные поговорки про М.: "захотел ты у мужика да в М. перепутья" (дорожной пищи); "коли март сух да мокор М., так будет каша и коровай"; "сей и холь яровое в М., так будет зимою добро"; "понадеялся на М. да на сладимой ветерок, вот тебе и хлебец"; "ай, ай, осударь М., тепел да холоден", "май холодный, год хлебородный"; "коли в М. дождь, будет и рожь"; "апрель с водою — М. с травою"; "майская трава и голодного кормит". С Николина дня (9 мая) начинают выгонять лошадей на ночнину. На Федосью-колосяницу (29 мая) рожь начинает колоситься. В римско-католической церкви месяц М. посвящен особенному чествованию Пресвятой Девы Марии ("майские службы", напоминающие акафист Богоматери в православной церкви). См. Майский праздник.

Май-хэ

— р. Приморской обл., Южно-Уссурийского края, впадает в Уссурийский зал., длина 50 в., течет с С. на Ю. Узкая в верховьях долина реки обставлена лесистыми горами. Плодородные берега привлекают русских переселенцев.

Майcкие законы в Пруссии

— см. Культуркампф.

Майапан

— см. Юкатан.

Майбах

Альберт (Maibach) — прусский министр; род. в 1822 г. Как защитник перехода всех железных дорог в собственность имперского правительства, он был поставлен в 1874 г. во главе вновь учрежденного Имперского управления железных дорог. В 1878 г. он был назначен прусским министром торговли, а в следующем году — министром общественных работ и начальником имперских железных дорог в Эльзас-Лотарингии. С 1882 по 1 893 г. был депутатом в прусском ландтаге. В 1883 г. он горячо отстаивал мысль Бисмарка о постепенном выкупе всех частных железных дорог. Последовавший затем переход дорог в руки казны был главным образом его делом. В 1889 г. он высказался против понижения железнодорожных тарифов, предложенного свободомыслящей партией; в 1890 г. принял суровые меры против рабочих на казенных заводах и мастерских, участвовавших в праздновании 1 мая. В 1891 г. вышел в отставку.

В. В-в.

Майбах Альберт (дополнение к статье)

(Maybach) — пpycский министр: ум. в 1904 г.

Майборода Владимир Яковлевич

— русский оперный певец-бас (род. в 1854 году). После окончания курса спб. консерватории, приглашен в спб. Мариинский театр, где служит с 1880 г.

Майдан, деревня Подольской губернии

— деревня Летичевского у. Подольской губ. В польскую войну 1831 г. остатки разбитого под Дашевым (см.) повстанского отряда Колышки настигнуты были у М. русским отрядом Шереметева и окончательно рассеяны; часть их разбежалась мелкими партиями, а человек 700 с Колышкою во главе перешли в Галицию и там были обезоружены австрийскими властями.

Майдан, площадь

или мейдан (араб. maidâ n) — большая площадь вообще, в частности базарная площадь или площадь для конских ристалищ. В славянских южных и восточных наречиях слово М. переменило свое первоначальное значение. Так, в сербском языке слово маjдан употребляется в значении рудник, а в несколько измененной форме — м é jдăн или м é гдăн, — кроме значения "место" вообще, значит еще "место поединка" и даже самый "поединок": "меjдан диjелити" — биться на поединке. В русском языке слово М. употреблялось и, вероятно, употребляется у казаков, разбойников и каторжников. У казаков оно означало площадь или место, где собирался казачий "круг". У обитателей "Мертвого дома" слово М., по свидетельству Достоевского, обозначало нечто вроде подвижного игорного дома, хозяин которого — т. е. владелец карт - назывался майданщиком.

Ир. П.

Майдан, село Пензенской губернии

— имя нескольких сел в Пензенской губ. Главные из них: 1) M. Шадымский, Наровчатского у., при р. Шадымке. Жит. 4517, дворов 566, школа. 2) М. Янгуженский, того же уезда. Жит. 3118, дворов 452. Школа.

Майдан, село Симбирской губернии

— Курмышского уезда. Жителей 3570, дворов 506, школа.

Майдель

— баронский род, уже в конце XIV в. владевший имением этого имени в Эстляндии. Тённис М. († 1600 г.) был шведским адмиралом. Бар. Егор Иванович М. (Георг-Бенедикт-Генрих, 1817-81) был генералом от инфантерии и комендантом Петропавловской крепости. Род баронов М. внесен в дворянские матрикулы всех трех Прибалтийских губерний (Гербовник, XII, 33).

В. Р.

Майдона

— героиня старинной повести, изд. Макушевым в "Ж. М. Н. Пр." (1881, IX) и Калитовским в "Рус. апокр. литер." (1884) под заглавием "История о жене М., царице безбожной и бестиальной". В этой истории говорится, что злая безбожница М. будет царствовать при кончине мира. Она будет поддерживать разврат, преследовать христиан, примет название богини. Четыре года она будет царствовать, но затем архангел Михаил низвергнет ее в ад. "История" — западного происхождения; в Россию проникла в конце XVI или в XVII в., через Польшу. См. "Очерки малорус. апокрифов" Н. Сумцова (139-140).

Н. С-в.

Майевский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Майелла

(Majella) — горный массив в Абруццах, в итальянской провинции Киэти; в нем Монте-Амаро (2795 м).

Майенна

(Mayenne) — река в сев.-зап. Франции, 204 км, начинается в департаменте Орн, течет на Ю., соединяясь с Сартой, впадает под именем Мен в Луару. Притоки справа: Варенн, Кольмон, Ерне и Удон; слева — Жуанн и Уетт. Судоходна от Лаваля.

Майенны

— д-т во Франции, часть бывших провинций Анжу и Мена; 5171 кв. км, 3 округа, 27 кантонов, 276 общин, 332387 (1891) жит. Главн.гор. — Лаваль. Д-т орошен Майенной с притоками, Виленью, многими ручьями и прудами. Климат мягок. Поверхность — песчаные ланды, местами плодородная почва. Леса немного. Зерновой хлеб, яблоки и груши, конопля и лен. Значительное скотоводство; пчеловодство. В больших размерах добывание железа, угля; мраморные, гранитные, шиферные и др. ломки. Довольно оживленная торговля. M. — старинный гор.; прежде был сильно укреплен. Хлопчатобумажные и шерстяные ткани, полотно, кожевни. Торговля в особенности вином, водкой и сельскохозяйственными продуктами. Старый пятибашенный замок.

Майер, Адольф Эдуард

(Adolf-Eduard Mayer, род. в 1843 г.) — нем. агроном, с 1868 г. стал читать лекции по сельскохозяйственной химии в Гейдельберге, с 1875 г. профессор; в 1876 г. приглашен был в Вагенинген в Голландии в тамошнюю сельскохозяйственную школу, с 1889 г. председатель Коллегии голландских начальников аналитических станций. Ему принадлежит: "Lehrbuch der Agrikultur chemie" (Гейдельберг, 3 изд., 1886), "Lehrbuch der G ä rungschemie" (3 изд., 1879), "Die Lehre von den chemis chen Fermenten" (1882).

Майер, Александр Леонтьевич

(1792-1864) — археолог. Служил в военном ведомстве, членом комиссии для учебных пособий; работал по составлению руководства к русской грамматике вместе с Востоковым, Павским и Гречем. Главным предметом его исследований была топография Петербурга, по которой он составил атлас "Исторические планы столичного города Санктпетербурга с 1714 по 1839 г.", с ключом к ним: "Объяснения к историч. планам и т. д." (СПб., 1843). Статья М. "О старом Зимнем дворце и палате, в коей скончался Петр Великий" напеч. в "Вестн. Европы" (1872, № 5).

Майер, Альфред

(Alfred. M. Mayer) — проф. института Стевенса в Гобокене, в Сев. Америке. Известен своими многочисленными исследованиями в области физики, главным образом акустики. Им придуман, между прочим, способ сравнения напряженностей звука (1873), им первым, ранее Дворжака, произведены опыты над акустическими отталкиваниями (1876); он предложил также точный способ определения числа колебаний камертона (1885); заслуживают, кроме того, особенного внимания его опыты с плавающими магнитами (1878), его исследования физических свойств каучука (1891).

Н. Г.

Майер, Антон Эмануилович

(† 1838) — врач, бывший около 20 лет инспектором Харьковской врачебной управы. Написал: "Об опасности, сопряженной с наружным употреблением мышьяка как предохранительного средства против водобоязни" (Харьков, 1813; нем. изд., Краков, 1813), "Наставление, как должно поступать жителям в предохранении себя от болезни холеры" (Харьков, 1831).

Майер, Вильгельм

(Mayer) — чешский композитор (1831 — 1898; псевд. — В. А. Реми). Главные его произведения: 3 симфонии, увертюра "Сарданапал", симфоническая поэма "Helene", оркестровая фантазия, концертная опера "Waldfr ä ulein", хоровые произведения, романсы.

Н. Б — н.

Майер, Иосиф

(Majer, род. в 1808 г.) — польский ученый, профессор краковского университета, президент краковской академии наук. В ученом мире пользуется почетной известностью его капитальный труд: "Literatura fizyografii ziemi polskeij" (1862). Весьма ценны его сочинения: "Fizyologija zmysł ow" (1857); "Fizyologija uk ł adu nerwowego" (1854); "Slownik anatomiczno-fizyjologiczny" (1838); "Charakterystyka tizyczna ludno ści galicyjskiej" (1876) и некоторые исследования по антропологии.

Майер, Карл Фридрих

(Mayer) — нем. поэт (1786-1870), примыкавший к так наз. "Швабской школе"; в его стихотв. есть искреннее настроение, тепло выраженное в нежно сделанной форме; его картинки природы — грациозные миниатюры. 3-е изд. его "Gedichte" вышло в 1864 г. Ему принадлежат также ценные историко-литературные труды: "Lenau's Briefe an einen Freund" (Штутг., 1853) и "Ludwig Uhland, seine Freunde und Zeitgenossen" (Штутг., 1867).

Майер, Кристиан

(Cristian Mayer, 1719-1783) — астроном, был проф. в Мангейме и Гейдельберге, а потом приглашен академиком в С.-Петербург. В России производил многие астрономические наблюдения, в том числе над прохождением Венеры перед диском Солнца. Главное его сочинение: "Grundliche Ve rteidigung neuer Beobachtungen von Fixsterntrabanten" (1778).

Майер, Оттон

(Mayer) — немецкий юрист (род. в 1846 г.), профессор публичного права в Страсбурге, потом в Лейпциге. Главные труды: "Theorie des franz. Verwaltungsrechts" (Страсб., 1886); "Deutsches Verwaltungsrecht" (Лпц., 1895 —96); "Portalis u. die organischen Artikel" (Страсб., 1902); "Justiz und Verwaltung" (1902); "Die Entsch ä digungspflicht des Staates nach Billigkeitsrecht" (Дрезд., 1904).

Майер, Рудольф

(Mayer) — чешский поэт (1837 — 1865). Лишь после его смерти (1873) вышли его стихотворения, среди которых "Ночные сонеты", "Песни бури", "Вечность" и "Полдневный покой" обеспечивают ему место в истории чешской литературы.

Майер, Тобиас

(Tobias Mayer, 1723-62) — один из знаменитейших немецких астрономов. Род. в Марбахе в семье ремесленника; был подмастерьем сперва у маляра, потом у сапожника. Благодаря замечательным природным дарованиям М. без посторонней помощи приобрел значительные познания и на 20-м году жизни переселился в Нюрнберг и поступил в картографическое заведение Франца-Гомана чертежником и гравером. Здесь свободное время он посвящал науке, производил самодельными инструментами астрономические наблюдения и приобрел такую известность, что в 1751 г. приглашен в Геттинген проф. математики и астрономии. Несмотря на кратковременность своей жизни, М. успел произвести в Геттингене множество астрономических наблюдений и написать несколько капитальных трактатов. Его каталог 998-ми зодиакальных звезд до сих пор имеет значение; он дал полную теорию пассажного инструмента, изобрел отражательный призмозеркальный круг, так называемые повторительные инструменты и пр. Величайшую славу приобрели его исследования движения Луны. Сочинение "Theoria Lunae juxta systema Newtonianum" напечатано в Лондоне только после его смерти (1767); вдова М. получила за него премию англ. правительства в 5000 фунтов, назначенную за способ определения долгот на море. Другие сочинения М. изданы Лихтенбергом ("Opera inedita", 1775), а астрономические наблюдения лишь в 18 2 6 г. Любопытные подробности о детстве М., о его приключениях во время осады Геттингена французами в Семилетнюю войну и пр. напечатаны в "Monatliche Correspondenz" Цаха (томы VIII и IX). — Сын Тобиаса, Иоганн М. (1752-1830), был также проф. в Геттингене; он напечатал: "Practische Geometrie" (1795-1802), "Lehrbuch ü ber die physische Astronomie" (1805) и др.

B. В. В.

Майер, Франц Христианович

(1783-1860) — известный практический сельский хозяин и плодовитый агроном-писатель. М. был иностранец, 15-ти лет от роду переселившийся в Россию. Писал М. своеобразно, чисто в русском духе, и возмущался от всяких нововведений, заимствуемых необдуманно у иностранцев. Слава его в 1840-50 годах достигла такого апогея, что многие считали его русским Таером, как тогда называли обыкновенно Теэра. Он был сначала винокуром на больших заводах в Курской, Тульской и др. губ. и ввел в это техническое производство много разных улучшений. Так, напр., большой известностью пользовалась устроенная им с конным вентилятором солодовня. В 20-х гг. он был приглашен братьями Шатиловыми в известное их имение с. Моховое Тульской губ., где он и оставался до смерти. Здесь-то, главным образом, и проявились многоразличные его способности в улучшении сельского хозяйства. Особенно он приобрел себе известность искусственным разведением в больших размерах лесных плантаций. Прежде были убеждены, что на черноземе кроме сосны не может расти ни одно хвойное дерево. М. решил доказать, что на черноземе можно разводить всякие хвойные деревья, и действительно, в его насаждениях скоро явились ель, пихта, веймутова сосна, кедр сибирский, лиственница и другие хвойные. М. обращал также внимание на разведение и лиственных пород — дуба, березы, ильма и др. В Моховом Ж. устроил превосходный питомник, который служил для удовлетворения потребностей лесоразведения многих имений разных губерний, преимущественно Тульской, Орловской и Рязанской. Память об этом питомнике сохранилась в изданной М. незадолго до его смерти весьма подробной статье, помещенной в "Трудах Вол.-экон. общества" (1860 г., I, III и IV) под заглав. "Степное лесоводство". Эта статья издана потом отдельно и обратила на себя внимание русских сельских хозяев. До 1860 г. питомником отпущено в разные места более миллиона хвойных пород, до 800000 лиственных, до 200000 садовых кустарников; всего выращено, считая и употребление на собственные культуры, до 1,5 млн. хвойных, 900000 лиственных и более 200000 садовых кустарников. М. поэтому справедливо можно считать основателем нашего степного лесоразведения. Затем М. много ввел различных улучшений в наши незатейливые сельскохоз. орудия. Его "скоропашки" когда-то были очень распространены в черноземной полосе России. Не менее известна его центробежная швырялка для сортировки семян, его сеялки и т. д. Все это было приспособлено к потребностям хозяйства центральной полосы России и отличалось замечательной практичностью. М. написал много статей по разным отраслям сельского хозяйства, между прочим, по управлению имениями, но последние имели значение только для времени крепостного труда, с которым он так сжился, что не хотел верить в возможность отмены его. В 1850 г. все его статьи были собраны и напечатаны в 3 т. под заглав. "Полное собрание сочинений Ф. М.".

А. Советов.

Майер, Фридрих Христофор

— математик и астроном, русский академик (1697-1729), род. в Вюртемберге, умер в СПб. Сын бочара, желавшего видеть в нем своего преемника по ремеслу, он еще в детстве, во время учения в начальной школе, обратил на себя внимание своими способностями к математике. По приказанию вюртемб. герцога дальнейшее воспитание последнего в штутгартской гимназии и затем в Тюбингенском унив. было принято на счет вюртембергского правительства. В университете, кроме математики и физики, которые он слушал у профессора Бильфингера, занимался еще богословием, что дало ему возможность по выходе из университета отправлять в продолжение почти 3 лет должность викария. Когда Бильфингер был приглашен в Петербург во вновь открытую акд. наук, он взял с собою и М. Через 4 месяца после приезда в СПб. М. был назначен экстраординарным академиком и проф. по кафедре математики (1726 г.). Непродолжительная деятельность его в академии, кроме преподавания в академическом университете, выразилась в помещении в I, II, III, IV и V тт. "Commentariorum Academiae scientia r um Imperialis Petropolitanae" и в "M émoires pour servir à l'historie et au progrès de l'Astronomie, de la Gé ographie et de la Physique" (СПб., 1738) одной статьи по геометрии, одной — по теории чисел, 3 — по тригонометрии, 8 — по астрономии и 3 — по вопросу о северном сиянии. Астрономические статьи М. имели предметами: моменты равноденствий и солнцестояний, определение пути солнца стояния планет, новый метод вычисления лунных затмений, особый способ наблюдения склонений и высот звезд. К приведенному перечню работ М. нужно прибавить еще составление первого изданного Академией наук календаря на 1728 год. Вопреки существовавшему в России и за границей обычаю составитель не нашел возможным поместить в этом календаре предсказания, как неприличные для издания, исходящего от ученого общества. Давление общественного мнения, однако же, заставило академию в нескольких следующих календарях отказаться от этого нововведения. См. П. Пекарский, "История Академии наук" (т. I).

В. В. Б.

Майер, Юлиус Роберт

(Julius-Robert Mayer) — немецкий врач и естествоиспытатель (1814-78). Изучал медицину в Тюбингене, Мюнхене и Париже; в 1840 г. в качестве судового врача совершил путешествие на остров Яву; по возвращении поселился в родном городе: М. — один из первых в своей знаменитой работе "Bemerkungen über die Krä fte der unbelebten Natur" (Liebig's "Annalen" XLII, 1842) указал на эквивалентность затрачиваемой работы и производимого тепла и тем обосновал первый закон термодинамики (см.); он же впервые рассчитал, исходя из теоретических оснований, механический эквивалент тепла. Работа эта долго оставалась незамеченной, и лишь в 1862 г. Клаузиус и Тиндаль обратили внимание на это исследование М. и на дальнейшие его работы: "Die organische Bewegung in ihrem Zusammenhang mit den Stoffwechsel" (Гейльбр., 1848), "Betr ä ge zur Dynamik des Himmels" (там же), "Bemerkungen über d. mechanischen Aequivalent der Wä rme" (т. же 1851), полные местами не вполне точных, но весьма остроумных примеров и идей, касающихся закона сохранения энергии в неодушевленной и одушевленной природе. Работы М. собраны в его "Naturwissenschaftliche Vortr ä ge" (Штутг., 1871) и "Mechanic der W ä rme" (Штутг., 1 изд., 1867; 2 изд., 1874). Оценка заслуг М. в создании механической теории тепла вызвала в свое время ожесточенную полемику между Клаузиусом, Тиндалем, Джоулем и Дюрингом; см. весьма пристрастное сочинение Дюринга "Robert M. der Galilei des XIX Jahrhunderts" (Хемниц, 1879), а также Клаузиус, "W ä rmetheorie" I; Тиндаль, "Теплота, рассматриваемая как род движения". Ср. K ümelin, "R. M." ("Reden u. Aufsä tze" (Фрейб. и Тюбинген, 1881); Weyrauch, "R. M., der Entdecker des Prinzips von der Erhaltung der Energie" (Штутгарт, 1890).

Майерановский

Константин (Majeranowski, † 1841) — польский драматург и публицист, в течение более 30 лет бывший главным поставщиком Краковского польского театра. Множество его произведений, теперь полузабытых, в свое время пользовались громадным успехом благодаря патриотическому характеру сюжетов и сценическим эффектам. Таковы в особенности "Urszula Mejerin" и "Dwory polskie". Часть его драматических произведений помещена в издававшихся им журналах, а другая часть вышла отдельно ("Kazimierz W. i Br ózda", "Kosciuszko nad Sekwan ą" и др.).

К. X.

Майка

(майская букашка; Meloe) — род жуков из семейства нарывников (Vesicantia s. Cantharidae s. Meloidae). Тело удлиненное; голова большая, треугольная, с четковидными усиками и почковидными глазами; грудной щит малый, кругловатый или четырехугольный; внутренние края надкрылий кривые и кзади расходящиеся; крыльев нет; брюшко самки очень велико. Жуки питаются различными травянистыми растениями (напр. одуванчиками, фиалками и др.); если их схватить, то из сочленений ножек выступает маслянистая желтая жидкость. Самки откладывают в несколько приемов в землю до 1000 яиц. Из них выходят маленькие, весьма подвижные личинки ("пчелиные вши") с глазами, шестью хорошо развитыми ногами, которые оканчиваются 3-мя коготками, и 4 щетинками на конце брюшка. Они взбираются на различные цветы, попадают с них на тело пчел (преимущественно одиночных), заносятся ими в гнезда и забираются при кладке яиц в ячейки; личинка М. съедает сначала яйцо пчелы, превращается в толстую червеобразную 2 личиночную стадию без глаз и с короткими ногами, питается медом, затем превращается в неподвижную толстую "ложную куколку", в ее оболочке превращается затем в червеобразную 3-ю личиночную стадию, наконец — в куколку и взрослое насекомое (гимерметаморфоз, см.). М. живут во всех частях света, кроме Австралии; в 1883 г. насчитывалось 70 видов, в том числе 28 европейских. Обыкновенная M. (M. proscarabaeus L.; см. табл. "Жесткокрылые и двукрылые", фиг. 27) черного цвета, с синеватым или фиолетовым отливом и сильно морщинистыми надкрыльями, у самца покрывающими почти все брюшко, а у самки лишь половину. Длина 12-32 мм, самка значительно крупнее самца. Часто попадается весной в песчаных местах, поросших редкой травою. Вышедшие из яйца личинки длиной около 2 мм; цвет их желтый или буроватый.

Н. Кн.

Майков, Аполлон Александрович (поэт)

(1761-1838) — стихотворец; отец живописца Николая Аполлоновича М., бригадир, в 1821-1825 гг. был директором Императорских театров. Написал на разные случаи несколько од и комедию в одном действии "Неудачный сговор, или Помолвил, да не женился" (СПб., 1794).

Майков, Аполлон Александрович (славист)

— славист, воспитанник Московского университета, ученик Бодянского, гофмейстер Высочайшего двора. Главный его труд, "История сербского языка по памятникам, писанным кириллицей, в связи с историей народа" (М., 1857), посвящен преимущественно вопросам грамматическим (о движении звуков языка, об образовании грамматических форм), но общие выводы, к которым пришел автор, представляют много важного для славянской истории и филологии. Другие труды М.: "О суде присяжных у южных славян" (1861); "О земельной собственности в древней Сербии" ("Чтения в Общ. ист. и древн. росс.", 1860, кн. 1), "Что такое ирония в древней Сербии" (ibid., 1868, кн. 1); "О славяноведении в России" ("Беседы Общ. любит. росс. словесн.", вып. 2, M., 1868). В "Русской мысли" М. напечатал: "Православие на Востоке" (1884, № 3), "Раздел Турции" (1884, № 5), "Две эпохи конгрессов" (1884, № 11) и др., а в 1882-85 гг. вел хронику славянской политической жизни ("Заметки по внешним делам").

Майков, Аполлон Александрович (славист) (дополнение к статье)

— славист; был членом-корреспондентом академии наук; умер в 1902 г.

Майков, Аполлон Николаевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Майков, Аполлон Николаевич (дополнение к статье)

— поэт; умер 8 марта 1897 г.

Майков, Валериан Николаевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Майков, Василий Иванович

(1728-78) — даровитый поэт, сын ярославского помещика, служил в Семеновском полку, позже был товарищем московского губернатора, прокурором Военной коллегии, главным членом конторы мастерской и оружейной палаты. Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение "Военной науки" Фридриха II (М., 1767; 2 изд. 1787) и "Превращений" Овидия сделал с чужого прозаического перевода. Недостаток образования М. восполнил общением с Сумароковым, Херасковым и др., вращался также в обществе масонов, в 1775 г. был великим провинциальным секретарем Великой провинциальной школы, в Москве сошелся с Шварцом и способствовал знакомству последнего с Новиковым; но масонство не отразилось в произведениях М. Он написал значительное количество од, духовных стихотворений и др. лирических пьес, по всем требованиям ложноклассической пиитики; но не без стремления к простоте в постройке стихотворной фразы. Иногда он пользуется мотивами народности и современной действительности; так, напр., в оду "Война" (1773) поэт включил жалобу земли к Богу на грешников — мотив, заимствованный им из народных духовных стихов. Сочетание столь разнородных элементов ставит лирические произведения М. на рубеже между двумя периодами русской лирики XVIII в., нашедшими себе типическое выражение в одах Ломоносова, с одной, и в поэзии Державина — с другой. В драматических сочинениях М. хотя и подражал Сумарокову, но не остановился на героической трагедии (напр. "Агриопа", М., 1775; 2 изд. М., 1787), а написал в духе "комических опер" того времени пастушескую драму с музыкой "Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель" (М., 1777), в которой изображал русских крестьян аркадскими пастушками во вкусе Флориана. Наиболее талантливые произведения М. — его комические поэмы ("Игрок Ломбера", 1762; 3 изд. М., 1774; "Елисей, или Раздраженный Вакх", 1771; 2 изд. М., 1788), басни и сказки, которые по содержанию и духу соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой, переводной и заимствованной, но отчасти и оригинальной, зародившеюся у нас в XVII в. Героем поэмы "Елисей" является ямщик, которого Вакх, раздраженный на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения. Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая по временам те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII-XVIII вв. Бесстыдство описания заслоняет основную сатирическую струю поэмы. В баснях М. намечен ряд типов, почерпнутых из живой действительности. Таков тип русского барина-помещика (басни "Повар и портной", "Неосновательная боязнь", "Господин со слугами в опасности жизни") с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом и тип русского простолюдина (басни "О хулителе чужих дел", "Общество" и др.) с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжелому труду над "пашенкою святою". Черты этого типа обрисованы М. с живым сочувствием. Сочинения М. очень ценились современниками, как видно из отзыва в словаре Новикова. Следующее поколение находило их низкими и грубыми, что и выразилось в одной эпиграмме Хемницера. Мало-помалу сочинения М. спустились, по словам М. А. Дмитриева, в "особый, не высший круг читателей ". "Сочинения" М. изд. в СПб. в 1809, потом в 1867 г., под ред. П. А. Ефремова и с биографическим очерком Л. Н. Майкова, вышедшим тогда же отдельно, а впоследствии перепечатанным в его сборнике "Очерки из истории русской литературы XVII и ХVIII в." (СПб., 1889), а также в "Русской поэзии" С. А. Венгерова (вып. II, СПб., 1893), вместе с более выдающимися произведениями поэта.

Майков, Владимир Николаевич

(1826-1885) — писатель, брат Аполлона, Валериана и Леонида Никол. М., служил в министерстве финансов, издавал: "Подснежник", журнал для детского и юношеского возрастов (1858-1862 гг., 55 книж.) и "Семейные вечера", детский журнал (1864-1870 гг.), помещая в них компиляции и переводы с иностранных языков. Вместе с В. Владимирским составил брошюру "Виды города Нарвы и его окрестностей" (Нарва, 1886).

Майков, Иван Алексеевич

— стихотворец-самоучка, дворовый человек ярославского помещика Брянчанинова, писал в конце XVIII ст. оды и подносил их разным лицам, чем и кормился. Его однофамилец и тоже стихотворец Аполлон Александрович М. (см.), вообще ему покровительствовавший, запретил ему называться его фамилией, вследствие чего он с 1792 г. стал подписываться: Розов. 28 од М., напечат. отдельными брошюрами в 1791-93 гг., перечислены у Геннади. Одна из них, "Живой источник" и т. д., в которой найдены были "многие выражения, относящиеся до Свящ. Писания, но силе оного не соответствующие", навлекла на автора преследование. В конце концов признано было, что "вреда от означенных стихов быть не может", но как они " по негодности своей, не заслуживают обращения в публике", то арестованные экземпляры отданы были в одну из правительственных типографий для употребления на обертки казенных книг. Об этом эпизоде ср. ст. Пекарского в "Библиографич. записках", 1861 г., № 3. М. написал еще "Сельскую лиру любителей" (СПб., 1792).

Майков, Леонид Николаевич

— видный исследователь истории русской литературы, младший брат Аполлона и Валериана М., сын Николая Аполлоновича. Родился в 1839 г., учился в пансионе гр. Сюзора и 2-й петербургской гимназии, окончил курс СПб. универс. кандидатом историко-филологического факультета. В 1863 г. защитил диссертацию на степень магистра русской словесности: "О былинах Владимирова цикла". Службу начал в министерстве финансов; в 1864 г. перешел в Центральный статистический комитет и принимал деятельное участие в его работах, а также в международных статистических съездах, до 1882 г., когда был назначен помощником директора Публичной библиотеки. В 1889 г. избран академиком, в 1893 г. назначен вице-президентом Акад. наук. По званию вице-президента состоит председателем Фонда императора Николая II для вспомоществования писателям и ученым. В 1872-86 г. был председателем этнографического отделения Географического общества и редактировал несколько его изданий, в том числе пять томов его "Записок по отделу этнографии"; в 1868-82 г. был помощником редактора, в 1882-90 г. — редактором "Журн. Мин. нар. просв.". Литературную деятельность свою начал еще студентом; поместил длинный ряд историко-литературных статей и рецензий в "Отеч. зап.", "Заре", "Рус. вестнике", "Древ. и нов. России", "Рус. старине", "Рус. архиве", "Журн. Мин. нар. просв.", "Истор. вестн." и др. Важнейшие из них посвящены Симеону Полоцкому, Ломоносову, Василию Майкову, Сумарокову, Крылову, истории русской журналистики, старинной русской повести, истории русских суеверий и собраны под названием "Очерки из истории русской литературы XVII и ХVIII в." (СПб., 1889, 1893). Отдельно изданы "Материалы и исследования по старинной русской литературе" (1890-91). В 1889 г. вышло (при содействии В. И. Саитова) редактированное М. с величайшей тщательностью собрание соч. Батюшкова; приложенная к нему биография поэта есть вместе с тем общий обзор литературной жизни Александровской эпохи. В 1891 г. Л. Н. редактировал и снабдил характеристикой собрание критических опытов своего брата Валериана. В магистерской диссертации своей М. выказал значительную научную самостоятельность. В эпоху почти безраздельного господства мифологического объяснения народной поэзии он выдвинул историческую точку зрения на происхождение русских былин, с которой исследователи этого темного вопроса считаются до сих пор. По его мнению, русский эпос есть верный отзвук русской исторической жизни и, в частности, былины Владимирова цикла — киевского удельного периода. Многих героев былин — Добрыню, Алешу Поповича, Садко, Илью Муромца — автор, сопоставляя летописные указания, считает лицами действительно существовавшими; в бытовых подробностях он указывает следы действительной исторической жизни Х-XIII вв. Возникли былины, по его мнению, в среде дружинной.

С. Венгеров.

Майков, Леонид Николаевич (дополнение к статье)

— историк литературы: ум. 7 апр. 1900 г.

Майков, Михаил Александрович

— стихотворец, брат Аполлона Александровича M., премьер-майор, директор Демидовского училища высших наук, напечатал: "Собрание басен и стихов" (2 ч., М. 1821); "Торжественная песнь Е. И. В. Г. И. Александру I по случаю Высочайшего посещения Ярославля 1823 г. 20 авг." (М., 1825); "Новые басни 1824 г." (М., 1825); "Басни" (Яросл., 1832; тоже 1836).

Майков, Николай Аполлонович

(1794-1873) — исторический живописец, отец Aполлона (поэта), Валериана и Леонида М. Сын дворянина, некогда служившего директором Имп. театров, воспитывался в СПб. 2-м кадетском корпусе, но не успел окончить курс этого заведения, когда вспыхнула Отечественная война 1812 г. Подобно многим из своих товарищей, он был по этому случаю преждевременно выпущен офицером в действующую армию и попал в корпус Багратиона. На Бородинском поле неприятельская пуля пробила ему ногу навылет. Это несчастие послужило причиной его обращения к искусству: он был уволен, для излечения, в ярославское поместье своего отца и там стал самоучкою упражняться в рисовании, которым не перестал заниматься и по возвращении своем, после выздоровления, в армию, преследовавшую Наполеона. Вместе с ней он прошел Польшу, Германию и Францию, до Парижа, повсюду — в городах, походе, на стоянках и бивуаках рисуя этюды, портреты сослуживцев, военные сцены и пр. В Париже впервые взялся за масляные краски и мечтал отправиться для своего художественного образования в Италию, но, повинуясь отцовской воле, возвратился в Россию, вышел в отставку с чином майора и поселился в Москве. Усовершенствовавшись здесь в живописи копированием картин знаменитых мастеров и этюдами с натуры, перебрался на жительство в СПб., где вскоре обратил на себя внимание любителей искусства и приобрел благоволение имп. Николая I. По поручению этого государя Майков написал ряд образов для церкви св.. Троицы, что в Измайловском полку, доставивших ему в 1835 г. звание академика. Другой, еще более важный высочайший заказ, полученный М., составляли образа для малых иконостасов Исаакиевского собора, над исполнением которых он трудился около 10 лет (впоследствии они были признаны неудобными для воспроизведения мозаикой и заменены оригиналами других художников, отчасти переделанными из композиций М.). Занимаясь работами для двух названных храмов и для других церквей в Петербурге, Москве и провинции (иконы "Сошествие Св. Духа", "Богоявление" и "Поклонение волхвов" для мал. церкви Зимнего дворца, "Моление о чаше" для подмосковного имения гр. С. В. Панина, иконостасы для церквей св. Николая Чудотворца и св. Владимира в Севастополе и т. д.), М. посвящал свои досуги исполнению картин на излюбленные им темы — изображения женских головок и нагих красавиц. Как на образец его произведений в этом роде можно указать на "Отдыхающую купальщицу" в Елагинском дворце, в СПб. Наконец, следует упомянуть о плафонах и медальонах, которыми он украсил залы в роскошном доме кн. Юсуповой на Литейном проспекте. Сочинение и рисунок М. свидетельствуют о том, что он не прошел серьезной художественной школы, но колорит его не лишен силы, гармоничен и отличается если не жизненностью, то изящным правдоподобием; в копиях же своих с хороших мастеров он является живописцем добросовестным и более искусным.

А. С-в.

Майкова, Евгения Петровна

— писательница (1803-1880), супруга Николая Аполлоновича М. Напечатала стихотворения ("Библиотека для чтения", 1841-42 гг., за подписью М-ва), повесть "Женщина" (ib., 1850; подпись Е. M-ва), "Рассказ из частной жизни женщины" ("Семейный круг", 1858-59; подпись Е. -ва).

Майкова, Екатерина Павловна

— супруга Вл. Ник. М. (род. в 1836 г.). Напечатала: "Как началась моя жизнь" ("Семейные вечера", 1864 и отд.; подпись В.), "Азбука и первые уроки чтения" (СПб., 1867).

Майкова, Софья Михайловна

— известная переводчица; род. в 1835 г.; ей принадлежат переводы нескольких романов В. Скотта, Купера, Шпильгагена, сочинения Смайльса и др.

Майковы

— дворянский род, происходящий от Андрея Майка, дьяка великих князей Василия Васильевича и Иоанна Васильевича, упоминаемого в актах 1453-1501 гг. К этому же роду, по-видимому, принадлежал преподобный Нил Сорский (см.). Иван М, был губным старостой в Рязани (1591). Его сын Григорий участвовал в московском осадном сидении. К этому роду принадлежат все упомянутые выше М., кроме Ивана Алексеевича. Род М. внесен в VI ч. род. кн. Ярославской и С.-Петербургской губ. (Гербовник, III, 67).

Майконг

собака саванн (Canis [Lycalopex] cancrivorus) — небольших размеров и по виду напоминает шакала. Телосложение стройное, ноги длинные, хвост почти достигает земли; голова широкая и короткая с тупой мордой; уши широко расставлены и закруглены на конце. Жесткий умеренной длины мех окрашен на верхней стороне тела в однообразный рыжевато-серый цвет, несколько более темный на спине; снизу он желтовато-белый и чисто-белый. О других признаках и о положении в системе см. Собачьи. Водится в Южн. Америке; во многих местностях индейцы держат М. в полуприрученном состоянии и, по показаниям Шомбургка, успешно скрещивают его с домашней собакой.

Майкоп

Статья большая, находится на отдельной странице.

Майлат

(Johann-Nepomuk Joseph Majlath, граф, 1786-1855) — известный венгерский писатель и историк. От издания мадьярских народных песен, сказок и повестей и самостоятельного поэтического творчества М. перешел к истории и написал два обширных труда: "История мадьяр" (В., 1828-31; русский перевод Регенсбург, 1852-1853) и "Geschichte des Oesterreichischen Kaiserstaates" (Гамбург, 1834-1850), помещенную в сборнике Гееррена и Уккерта. М. нельзя назвать самостоятельным исследователем; его большие исторические работы — скоре компиляции, проникнутые патриотической и ультрамонтанской тенденциями. М. принадлежат еще несколько мелких исследований по мнемонике и животному магнетизму. Под влиянием нужды окончил жизнь самоубийством.

Майлык

— одно из более значительных горько-соленых озер, раскинутых на башкирской земле в Челябинском у. Оренбургской губ. Занимает до 13 кв. в.

Майль, Жан Батист

(Jean-Baptiste Mailhe) — французский политический деятель (1754-1834), до революции адвокат в Тулузе, член законодательного собрания и конвента, докладчик по вопросу о предании Людовика XVI суду как государственного изменника; подал голос за его казнь, но настаивал на ее отсрочке. После падения жирондистов он держался в стороне до 9-го термидора, но не присоединился к термидорианской реакции и энергично боролся с роялистами. Был одним из членов Совета пятисот, подвергшихся изгнанию после 18-го фрюктидора. Во время консульства и Империи занимался адвокатурой. Изгнанный, как цареубийца, при Второй реставрации, он жил в Бельгии. В 1830 г. вернулся во Францию.

Майль, игра

(Mail) — любимая в старину игра, запрещенная Карлом V за обычные в то время высокие ставки; ее любил Людовик XIV. На ровной, обыкновенно покрытой песком и окруженной рядами деревьев арене длиной в 300-400, иногда и более шагов катились при помощи деревянных молотков (mail) шары в 6 1/2 см в диаметре к цели — небольшой железной дуге. Чей шар раньше проходил цель, тот получал назначенную премию. Самая арена называлась также М.; отсюда это название перешло к местам прогулок и т. п. в некоторых городах Франции. От игры в М. ведет начало и название лондонской улицы Pall-Mall.

Майлье

Жан-Леонар (Maillet, 1823-94) — французский скульптор, ученик Фошера и Прадье, в 1847 г. был послан для довершения своего образования в Италию, откуда были им присланы в Париж превосходные статуи Агриппины, Калигулы и Агриппины, несущей урну с пеплом Германика, тотчас же приобретенные франц. правительством для Люксембургского музея. Из прочих произведений М. наиболее замечательны: фигуры "Наука" и "Изобилие", исполненные для украшения двора Луврского дворца, статуя кор. Жерома Бонапарта — для наполеоновского фамильного памятника в Аяччьо (1864), бронзовая группа "Охотника с собакою и зайцем", гипсовая группа "Цезарь" (1877), статуя молодой сиракузянки, четыре группы при главном фасаде нового здания парижской оперы и декоративные скульптуры на парижских церквях св. Северина, св. Клотильды и Сен-Лё.

А. С-в.

Предыдущая страница Следующая страница