Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 32, Мел)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 32, Мел)

Предыдущая страница Следующая страница

Мелкий кредит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мелководная бухта

— Приморской области, Южно-Уссурийского края, на побережье Северо-Японского моря, к северу от бухты Успения, между мысами Разградского и Суткового. Расстояние между входными мысами 2 версты 100 саженей, глубина при входе 6 1/4 до 4 саженей, далее от 3 до 4 футов. Недалеко от входа, посередине бухты, островок Халербэ, от северной оконечности которого идет частью каменистый, частью песчаный риф, до самого северного берега, на расстоянии более версты.

Мелководье

— см. Реки.

Меллгаузен

(Балдуин M ö llhausen) — немецкий романист; род. в 1825 г.; много путешествовал по Америке. При всей фантастичности сюжетов, характеры у М. оригинальны и типичны. Романы его интересны и с этнографической точки зрения. Лучшие из них: "Das Mormonenmädchen", "Der Halbindianer", "Der Mayordomo", "Der Hochlandpfeifer", "Das Monogramm", "Die Hyänen des Kapitals", "Die Töchter des Konsuls", "Der Haushofmeister", "Wildes Blut", "Die beiden Yachten", "Der Spion", "Kaptein Meerrose und ihre Kin der". Научный интерес представляют сочинения M.: "Tagebuch einer Reise vom Mississippi nach den K üsten der Sü dsee" (1858) и "Reisen in die Felsengebirge Nordamerikas bis zum Hochplateau von Neumexiko" (1861).

Меллендорф

(О. F. von M öllendorff, 1848—1903) — немецкий малаколог, учился в Галле; для того чтобы иметь возможность путешествовать и собирать материалы для исследований, М. перешел на консульскую службу и был долгое время в восточной Азии; в 1886 г., вследствие расстроенного в тропиках здоровья, перешел германским консулом в Ковно, а с 1901 г. всецело предался научной обработке коллекции зенкенбергского музея в Франкфурте, будучи назначен профессором академии социальных и коммерческих наук в этом городе. М. был одним из лучших знатоков наземных моллюсков палэарктической области и через его руки прошли между прочим и богатые коллекции зоологического музея Импер. акад. наук, собранные русскими путешественниками в центральной Азии. Число научных работ М. весьма большое (см. "Ежегодник Зоол. Муз. Импер. Академии Наук"); описал приблизительно 1500 новых видов моллюсков.

Мёллендорф

(Вилгард Иоаким Генрих v. M ö llendorf) — прусский генерал-фельдмаршал (1724—1816); с отличием участвовал в войнах Силезской и Семилетней. Командовал войсками, которые в 1793 г. были посланы в Польшу во время второго раздела этой страны. В 1794 г. он получил верховное начальство над прусской армией на Рейне и одержал две победы над французами. Способствовал заключению Базельского мира. Когда в 1806 г. Пруссия взялась за оружие, М. был против войны, но снова вступил в действительную службу, был ранен под Ауерштедтом и взят в плен. Наполеон I даровал ему свободу. Полководец и государственный человек фридриховской школы, М. отличался гуманностью, но не был одарен стратегическим талантом. Его имя перешло в боковую линию Виламовиц-М. (Wilamovitz-M öllendorf).

Мелленце

(Mellenсе) — местечко в Торонтальском комитате Венгрии. Жителей около 8 тыс., преимущественно сербов. Близ М. большое содовое озеро Руссанда; озерные ванны полезны против золотухи, ревматизма и накожных болезней.

Меллер Теодор-Адольф

(Möller) — германский политический деятель (род. в 1840 г.), член рейхстага, собственник сталелитейного завода, национал-либерал; с 1901 г. прусский министр торговли.

Меллер, Валериан Иванович

— горный инженер и палеонтолог. Род. в 1840 г. В 1860 г. окончил курс в институте корпуса горных инженеров, в 1867 г. избран адъюнктом, в 1873 г. профессором палеонтологии горного института, в 1885 г. назначен управляющим горной частью Кавказского края, а в 1893 г. директором горного института. Кроме специальных заметок Мёллера напечатаны, по настоящее время, в "Горном Журнале": "О геогностическом горизонте артинского песчаника" (1862, ч. I); "Геологические и палеонтологические заметки об осадках горно-известковой формации отклонов хребта Уральского" (1862, ч. IV); в "Записках Императорского Минералогического Общества": "О горючем сланце близ деревни Абдулиной" (1873, т. VIII); "Геологическое описание Илимской и Уткинской казенных дач на Урале" (1875, т. XI); "Очерк геологического строения окрестностей Александровского завода на Урале" и "О фосфоритах Нижегородской губернии" (т. XII); в издании Императорской академии наук: "Di e spiral-gewund. Foraminiferen des russ. Kohlenkalks" ("Mem.", VII ser., т. XXV), "Die Foraminiferen des russ. Kohlenkalks" ("Mem.", VII ser., т. XXVII); в "Neues Jahrb. f. Mineralogie": "Volborthia eine neue Gattung foss. Brachiopoden" (1874), "Ueber Fusu linen und ähnl. Foraminiferen" (1875), "Ueber jungeren, palä oz. Schichtensyst. in Armenien" (1879), "Ueber die Trilobiten der Steinkohlenformation des Urals" ("Bull. Soc. Imp. d. Nat. de Moscou", 1867), "Очерк геологического строения южной части Нижегородской губернии" ("Материалы по геологии России", т. VI), "Sur la composition et les divisions du syst ème carbonifère" ("Congrès intern. de Géologie 1878 à Paris"), "Ueber einige foraminiferenfü hr. Gesteine Persiens" ("Jahrb. K. K. Geolog. Reichsanst.", Б., XXX), "Полезные ископаемые и минеральные воды Кавказского края" ("Материалы по геологии Кавказа", 1889—90) и др. Отдельно изданы: Геологическая карта запад. отклон. хребта Уральского и Карта месторождений полезных ископаемых Европейской России в 1879 г.

Мёллер, Пауль Мартин

(Mö ller, 1794—1838) — датский писатель, был профессором философии в Христиании и Копенгагене. Сочинения его: лирические стихотворения, между прочим, "Glaede over Danmark", повесть "Eyrind Skaldaspiller", роман "En dansk Students Even tyr" и драматическое произведение "De Optigtede Historier". "Efterladte Skrifter" M. вышли в 1856 г.

Мёллер, Петр Людвиг

(Mö ller, 1814—1865) — датский писатель. Напечатал: "Lyriske Digte" (Копенгаген, 1840), "Kritiske Skizzer" (Копенгаген, 1847), "Billeder og Sange" (1848) и под псевдонимом Отто Соммер — "L ö vfeld" (стихотворение, Копенгаген, 1855) и "Det nyere Lystspil in Frankriq og Danmark" (Копенгаген, 1858).

Мёллер, Эдуард

(von Mö ller) — прусский государственный деятель (1814—1879). Назначенный после войны 1866 г. обер-президентом новой провинции Гессен-Нассау, он сумел организовать ее и подчинить новым государственным порядкам, не оскорбляя чувств населения и не затрагивая его особенностей. В сентябре 1871 г. он был поставлен во главе управления Эльзасом и Лотарингией. При враждебности населения и неопределенности положения новых провинций, пост этот представлял немало затруднений. М. удалось добиться, по крайней мере, личной к себе признательности эльзасцев.

Ср. Schric ker, "Eduard von Mö ller" (Кассель, 1881).

Меллер-Закомельские

— баронский род, происходящий от генерал-аншефа Ивана Ивановича М., который, при возведении в баронское достоинство (1789), получил фамилию М.-Закомельского; отличился при взятии Очакова и был убит при осаде Килии в 1790 г. Один из его сыновей, барон Петр Иванович († в 1823 г.), был военным министром (1819—23). Род М.-Закомельских внесен в V часть родословной книги губерний Витебской и Смоленской (Гербовник, I, 36).

Меллерова

(София Mellerowa) — современная польская писательница; род. в 1842 г.; живет в Варшаве; написала несколько драматических произведений, из которых иные с успехом шли на польских сценах, например комедии "Złoteruno", "Postanowenia", "Wanda", "Nebezpieczne lekarstwo", "Zyzio", "Dwie miary". Кроме того, ей изданы "Grochowe Wianki" (1874).

Меллин

(Густав Генрих Mellin) — шведский писатель и историк(1803—1876); имеет большое значение в шведской литературе как талантливый новеллист. Нередко содержанием его новелл были исторические события и лица (например, Эрик XIV). Он написал также ряд популярных трудов по шведской всеобщей истории и много стихотворений, сборники которых изданы в 1852, 1864 и 1871 гг. Многие из трудов М. переведены на немецкий язык.

Меллит

— см. Медовый камень.

Меллитовая кислота

— шестиосновная кислота ароматического ряда, состава С 6 (СООН) 6 (бензолгексакарбоновая кислота), находится в природе в медовом камне, который встречается в бурых углях и представляет алюминиевую соль М. кислоты Al 2C12O12+18H2 O. В чистом виде получена Велером в 1826 г. и обозначена формулой C 4H2O4, поэтому долго ставилась рядом со щавелевой кислотой, пока в 1870 г. Байер не показал принадлежность ее к производным бензола и что формула ее должна быть утроена — С 12 Н 6 О 12. М. кислоту получают из медового камня обработкой его углеаммиачной солью, переводя меллитово-аммиачную соль уксуснокислым свинцом в свинцовую, и обработкой этой последней сероводородом или, лучше, аммиачную соль переводят кипячением с баритовой водой в баритовую и барий осаждают серной кислотой (Эрдманн и Маршан); М. кислоту очищают затем кристаллизацией из воды. Помимо медового камня, М. кислота получается окислением гексаметилбензола С 6 (СН 3)6 в щелочном растворе хамелеоном на холоде (Фридель и Крафтс), в небольших количествах, кроме того, при окислении угля хамелеоном и наряду с гидромеллитовой и пиромеллитовой кислотами при электролизе разбавленных минеральных кислот и особенно щелочей при употреблении угольных электродов (Бартоли, Папазогли). В свободном состоянии М. кислота образует тонкие шелковисто-блестящие иглы, сильно кислого вкуса, очень легко растворимые в воде и легко в спирте. Теплота нейтрализации (6NaHO) M. кислоты = 82,68 калорий (Бертело), скорость этерификации для изобутилового спирта = 49%, предел = 81,5% (Меншуткин). М. кислота очень постоянна: она не изменяется при нагревании до 200°, серная и азотная кислоты, также хлор, бром и йодистый водород на нее не действуют. При прокаливании с натристой известью М. кислота разлагается по уравнению C 6(COOH)6=C6H6+6CO2 (Байер — доказательство принадлежности к производным бензола). С PCl 5 дает хлорангидрид C 6(COCl)6, а при избытке М. кислоты — ангидрохлорангидрид C 6 (СО.O.СО) 2(COCl)2. Из солей более известны средние, равно как и эфиры, которые получаются действием йодангидридов спиртов на серебряную соль М. кислоты. При нагревании аммиачной соли до 150—160° получается парамид — С 6 (СО.NH.СО) 3 (триимид), вместе с аммиачной солью эухроновой кислоты — С 6 (СО.NH.СО) 2.(COOH)2+H2 O (ср. Имиды). Продолжительным действием амальгамы натрия на М. кислоту или ее аммиачную соль в водном растворе происходит присоединение 6Н и получается гидромеллитовая кислота C 6H6(COOH)6 в неясных кристаллах, очень легко растворимых в воде, спирте и в крепкой соляной кислоте, трудно — в эфире. Эта кислота при долгом хранении, а также при нагревании с крепкой соляной кислотой до 180° превращается в изомерную изогидромеллитовую кислоту, хорошо кристаллизующуюся из водных растворов и нерастворимую в соляной кислоте. Меллитовая кислота может служить источником для получения других бензолкарбоновых кислот меньшей основности. При перегонке меллитовой кислоты образуется четырехосновная пиромеллитовая кислота С 6 Н 2 (СООН) 4 в виде ангидрида, который с водой дает саму кислоту. Пиромеллитовая кислота кристаллизуется в триклиномерных таблицах, трудно растворимых в холодной воде; при восстановлении амальгамой натрия дает две изомерных кислоты: C 6H6(COOH)4 — гидропиромеллитовую кислоту и изогидропиромеллитовую кислоту. Перегонка смеси последних гидрокислот с серной кислотой дает еще две изомерных четырехосновных кислоты — пренитовую и меллофановую, наряду с трехосновной тримезиновой — С 6 Н 3 (СООН) 3. Тримезиновая кислота кристаллизуется в призмах, плавится выше 300°, но еще раньше сублимируется без разложения. Нагреванием гидропиромеллитовой кислоты с серной кислотой получается вторая трехосновная кислота — тримеллитовая кислота С 6 Н 3 (СООН) 3, которая образуется еще при окислении канифоли слабой азотной кислотой и ксилидиновой кислоты хамелеоном. Иглы, растворимые в воде и эфире, плавятся при 218°. Нагреванием с серной кислотой гидромеллофановой кислоты получается третий изомер — гемимеллитовая кислота С 6 Н 3 (СООН) 3.

Ф. Ворожейкин. Δ .

Меллон

— см. Родановая кислота, Циануровая кислота.

Меллони

(Maregonio Melloni) — известный итальянский физик (1798—1854); с 1824 г. был профессором физики в Парме, затем в 1831 г., из-за участия в политических беспорядках, бежал в Париж, где и жил частным человеком; в 1839 г. принял приглашение на должность директора академии искусств и ремесел и до 1848 г. заведовал метеорологической обсерваторией на Везувии. М. известен, главным образом, благодаря обширным исследованиям в области лучистой теплоты, в которой он сделал много открытий, пользуясь устроенным им термомультипликатором; главнейшее из них — "теплоцветность" (thermochrose) — см. Лучеиспускание. М. первый доказал присутствие лучистой теплоты даже в лунном свете. Он написал: "La thermochrose, ou la coloration calorifique" (Неаполь, 1850).

Меллофановая кислота

— см. Четырехосновные органич. кисл.

Мелльманн

(Иоанн Вильгельм Людовик) — ректор академической гимназии и экстраординарный профессор древней словесности московского университета; вызван был из Геттингена в 1786 г.; первый принес в московский ученый круг сведения о Кантовой философии; заподозренный в религиозном свободомыслии, в 1795 г. был отрешен от должности и выслан за границу. Сочинения М.: "Комментарии к Овидию" (на латинском языке, Лейпциг, 1786); "Lectiones Latinae etc." (учебник латинского языка — этимология, М., 1789; синтаксис, М., 1791). Документы по делу М. сообщены С. Соловьевым в "Чтениях в московском обществе истории и древностей российских", 1861 г., кн. IV.

Мело

собственно Мелло (Don Francisco-Manuel de Mello) — историк и поэт, родом португалец (1611—1665); одно время служил в испанской армии, потом жил в Лиссабоне. Из его многочисленных произведений, исторических, политических, нравственных и поэтических, написанных частью по-испански, частью по-португальски, особенно выдается "Historia de los movimientos, separacion y guerra de Catalu ñ a en tiempo de Felipe IV", изданная первоначально в 1645 г. в Лиссабоне под именем Clemente Libertino (лучшее издание — Париж, 1826—32, а также в "Historiadores de sucesos particulares", Мадрид, 1851). В своих стихотворениях: "Las tres musas de Melodino" (Лиссабон, 1649 г. и Лион, 1665), преимущественно сатирического и комического характера, М., по-видимому, подражал своему другу Квеведо.

Меловатка

— 2 слободы Богучарского уезда Воронежской губернии: 1) M. Новая (Меловая Новая тож), в 68 верстах от уездного города, на речке Меловатке. Жителей 6968, дворов 1064, 2 церкви, школа, 5 лавок, 4 ярмарки, с общим оборотом до 1/4 млн. руб. 2) M. Старая (Меловая Старая тож), в 48 верстах от уездного города, на речке Толучеевой. Жителей 6983, дворов 902, 2 церкви, школы церковно-приходская и земская, 6 лавок, 5 ярмарок (оборот до 150 тыс. руб.).

Меловая гора

— на восточном берегу Сахалина, к северу от поста Мануэ, высотой до 3000 фт.

Меловая система и период

Статья большая, находится на отдельной странице.

Меловое (мст.)

— мст. Херсонской губ. и у. Раньше было запорожским кошем, затем запорожским кладбищем, на что указывают уцелевшие памятники. Жителей 228, дв. 32; церковь, школа, 2 ярмарки, лавки.

Меловое (с.)

Старое и Новое — 2 смежных села, Нижнедевицкого у., Воронежской губ., в 22 в. от у. г., на рч. Меловке. Дворов 650, жит. 4487, 2 церкви, церковно-приходская школа. 3 лавки, 25 ветряных мельниц.

Мелограф

(Pianograph, Eidomusikon, Phantasiermaschine) — механическое устройство при фортепиано, записывающее все игранное на нем. Такие приспособления известны уже с 50-х годов XVIII ст., но все еще очень далеки от совершенства. Изобретателями М. называют Крида (1745), Гольфельда (1752), Унгера (1774), Герена (1844), Адорно (1855) и др.

Мелодика

— небольшой духовой инструмент, с трубками, мехами и клавиатурой; объем — 3 1/2 октавы. Ему доступны crescendo и descrescendo. Изобретен органистом И. А. Штейном в Аугсбурге в 1770 г.

Мелодикон

— клавишный инструмент, в котором звуки происходят от дрожания металлических упругих пластинок, приводимых в колебание прикосновением металлического конуса. Изобретен в 1803 г. Риффельзеном в Копенгагене.

Мелодион

— клавишный инструмент, в котором звуки производятся металлическими вертикальными палочками, вследствие трения о них вала, приводимого в движение педалью. Объем клавиатуры — 6 октав. Характер звука напоминает духовые деревянные инструменты (фагот, кларнет, флейта). Изобретен Дитцом в 1806 г.

Мелодия

(от греч. melos — пение, m élodie — франц., нем., melodia — итал.) — певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу. В М. допускаются неотдаленные модуляции, но преобладание главного лада необходимо. Кроме того, М. должна иметь симметрическое настроение и определенный ритм. М., как музыкальная мысль, должна быть закончена тонально и ритмически, т. е. иметь каденцию в конце. М., состоящая не из равномерных протяжных нот, а из нот разной длительности, заключает в себе мотив, т. е. известную ритмическую фигуру, которая повторяется в первоначальном или измененном виде и составляет рисунок М. Мелодия музыкальной пьесы, выполняемая голосом, называется кантиленой. М. имеет формы предложения, или периода, или коленного склада (см. Формы). М., не имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется речитативом. В обширном сочинении М., имеющая преобладающее значение, называется главной, другие же, менее значительные, — второстепенными. Всего чаще М. помещается в верхнем голосе, но встречается и в среднем, и в нижнем. М. составляет главный элемент в музыке; без нее не обходилось и не обходится ни одно музыкальное сочинение, носящее на себе печать дарования, будь оно безыскусственным продуктом народа или плодом сознательного творчества. Для слушателя музыка без M. — то же, что картина без рисунка. Мелодист — композитор, богато одаренный мелодическим талантом, а также любитель М.

Н. С.

Мелодрама

— чтение текста с сопровождением музыки, с целью усилить впечатление. Идею М. приписывают Ж.-Ж. Руссо. М. встречается эпизодически не только в драмах, но и в операх ("Фрейшютц" Вебера, сцена в Волчьей долине; отдельные сцены в "Прециозе" Вебера), а также в музыке к "Эгмонту" — Бетховена, к "Струэнзе" — Мейербера. Одно время в Петербурге пользовалась успехом в концертах мелодекламация, т. е. чтение стихов под аккомпанемент фортепиано. Пропагандистом ее был Г. А. Лишин (см.). Монодрамой называется чтение текста одним лицом под аккомпанемент музыки, дуодрамой — двумя лицами.

К концу XVIII столетия слово М. начинает употребляться в ином значении, получившем наибольшее распространение; так называется театральное представление для народа, трагического содержания, с примесью грубого комизма, сопровождаемое танцами и музыкой. Музыка предшествовала выходу действующих лиц и возвещала наступление чувствительных мест. Мало-помалу создался особый род сценических произведений, из которых музыка исчезла, но преобладающим элементом осталось внешне страшное или ужасное, рассчитанное на слезливую сентиментальность. В М. главной целью автора являются эффекты, которым приносится в жертву всякое правдоподобие. Предтечей М. был Вольтер, который находил, что в драме должны найти себе место "великие выражения страстей, все могущественные картины человеческих несчастий, все ужасные черты, проникающие до глубины души", способные "разрывать сердце". Пьесы Вольтера были, по замечанию Франциска Сарсе, посредствующим звеном между М. и лжеклассической трагедией. Не остался без влияния на французский театр слезливый и "страшный" Коцебу. Наиболее характерными представителями М. были Пиксерекур (Pix éré court), Кенье (Caigniez) и Кювелье де Три (Cuvelier de Trye), прозванные в насмешку Корнелем, Расином и Кребильоном М. Успех мелодрам Пиксерекура был громадный. Его произведения выдавались над другими со стороны драматических эффектов, движения, патетических положений и контрастов. Его диалоги действовали могущественно на толпу. В течение более 20 лет "Виктор, или Дитя леса" (1798) привлекал публику. Кенье, не столь неистовый, с менее напыщенным слогом, был для Пиксерекура опасным соперником своими пьесами "Суд Соломона" (1802) и "Сорока-воровка" (1815). Кювелье де Три слабее своих соперников, но столь же плодовит. В М. "30 лет, или Жизнь игрока" (1827) Дино и Дюканж приблизились к естественным сценическим условиям; эта пьеса была сигналом поворота к бульварной драме и возвращения к требованиям если не художественности, то правдоподобия. В России переводная французская М. и переделки ее царили на сцене во второй четверти XIX в. Пьесы эти, при блестящем исполнении (Каратыгин, Брянский, Щепкин, Сосницкий и др.), очень нравились массе, потому что были понятны без усилий и занимательны, не возбуждая горького чувства. Из весьма немногочисленных оригинальных русских М. выдаются произведения Кукольника и драма в стихах К. П. Бахтурина "15 лет разлуки" (1835). Переворот, произведенный в русском театре Островским, изгнал переводную французскую М., но на месте ее появились в 60-х гг. своеобразные пьесы, которые модно назвать бытовой русской М. Таковы пьесы Штеллера ("Ошибка молодости", 1870) и в особенности Дьяченко (см.). Обладая недюжинным знанием сцены, эти писатели весьма ловко облекали незамысловатую обличительную тенденцию и прописную мораль в форму бытовых явлений, а ходульность и фальшь положений прикрывали эффектностью и сценичностью действия. Успеху этих пьес немало содействовала блестящая игра В. В. Самойлова, охотно тратившего свое дарование на воспроизведение лиц дьяченковского репертуара.

Мелок Дина-Мария

(Mulock), урожденная Крейк (Craik) — английская писательница (1826 — 1887), более известная под именем "автора Джона Галифакса", как она подписывалась после шумного успеха ее лучшего произведения. Уже первый ее роман: "Ogilvies" (1849) показал в ней наблюдательную и правдивую бытописательницу. За ним следовали "Olive" (1850), "Agatha's husband" (1852), "Alice Learmont" (1852), "John Halifax Gentleman" (1857, есть русский пер.), "A life for a life" (1859; есть русский перев.), "Christian's mistake" (1866), "A noble life" (1866), "The laurel bush" (1876), "Miss Tommy" (1884), "The head of the family", "Mistress and Maid", "Lord E rlistown", "Bread upon the waters", "Two marriages", "A brave Lady", "Hannah", "Fair France", "My Mother and J", "The little lame prince", "A Legacy", "Young Mrs Jardine", "Plain Speaking", "King Arthur" и друг. Писала также детские рассказы, стихи ("Poem s ", "Thirty years poems", 1881), публицистические произведения, из которых особенно интересны "A woman's thought about women" и "Sermons out of church".

Меломелия

— аномалия, состоящая в увеличении числа конечностей путем расщепления их зачатков. Не надо смешивать с увеличением числа конечностей вследствие неполного раздвоения всего зародыша, или полимелией (см. Нотомелия), хотя на практике не всегда легко решить, с той или другой формой уродства мы имеем дело. Добавочная конечность при этом может быть так же хорошо развита, как и главная, или же наоборот является плохо сформированной. У теленка И. Сент-Илер наблюдал случай утроения передней конечности (триомелия). М. в настоящее время получается легко искусственно, а именно при регенерации конечностей у амфибий и их головастиков: если отрезать конечность и зашить ранку посредине так, чтобы вместо одной ранки получилось две, то выростает не одна. а две конечности, хотя не вполне хорошо сформированных.

В. М. Ш.

Мелон, Жан Франсуа

— французский экономист (год рождения неизвестен, умер в 1738 г.). Был адвокатом в Бордо, потом секретарем у Джона Ло. Его "Histoire all égorique de la Ré gence" представляет мало интереса. В 1734 г. M. издал свой главный труд "L'Essai politique sur le commerce", имевший большой успех в публике (5 изданий, переведен на английский и немецкий языки) и одобренный, между прочим, Вольтером. М. обыкновенно считают одним из первых французских теоретиков меркантилизма. Действительно, М. защищает навигационный акт Кромвеля, приписывая ему, согласно с общим мнением того времени, торговое величие Англии; отстаивает запрещение вывоза сырых произведений и ввоза мануфактурных изделий; доказывает необходимость торговых компаний и колоний для европейских государств (причем признает необходимость рабства) и, наконец, рекомендует государству принимать различные меры для обеспечения благоприятного торгового баланса. Но у М. мы почти не находим того неверного и преувеличенного представления о хозяйственной роли денег, как единственного или важнейшего вида богатства, которое наиболее характерно для меркантилизма. Богатство народа, говорит М., определяется не количеством драгоценных металлов, которым страна располагает, а, прежде всего, количеством предметов первой необходимости. Страна, обладающая только железом, сильнее страны, имеющей только золото; хлеб нельзя заменить никаким суррогатом, а золото и серебро, как деньги, могут быть заменены условными знаками. Вместе с тем M. — сторонник свободной торговли внутри страны, а относительно внешней торговли он замечает, что распространенное мнение о противоположности интересов торгующих наций не вполне верно, так как каждой стране выгодно иметь богатых покупателей; государство должно заботиться не только о развитии вывоза, но также и о развитии ввоза иностранных товаров. Ввиду этого, М. нельзя считать вполне определенным меркантилистом, хотя ближе всего он стоял к этому направлению. Кроме названных сочинений, М. написал "Lettre à M-me de Verrue, s ur l'apologie du luxe" и "Notice" к изд. сочинений аббата de Pons. "Опыт" M. вошел в издание Е. Daire "Economistes Financiers du XVIII si è cle" (П., 1843), где и краткая биографическая заметка о М.

М. Туган-Барановский.

Мелон,мелончилло

(Herpestes Widdringtonii) — см. Мангуста.

Мелонит

— редкий минерал состава N iFe2 (или Ni 2Fe3 ?). Цвет красноватый с серебряно-белым отливом. Встречается вместе с другими теллуристыми минералами (напр. нагиагитом) в Melones County (Калифорния) и в южной Австралии.

Мелория

(Meloria) — песчаный остров с маяком в Лигурийском море, в 6 км от Ливорно. Здесь в 1241 г. король Энцио одержал победу над генуэзским флотом, который должен был привезти в Рим многих прелатов для запрещенного императором Фридрихом II собора. Здесь же в 1284 г. произошло морское сражение, в котором пизанский флот был совершенно уничтожен генуэзцами, после чего значение Пизы никогда уже больше не поднималось до прежней высоты.

Мелоццо да Форли

(Melozzo da Forli), собственно Марко дельи Амброджи (Marco degli Ambrogi) — итальянский живописец (1438—1494), ученик Анзуино, ученика и сотрудника Мантеньи, Скварчьоне. Вместе с Мантеньей он может считаться изобретателем настоящей плафонной живописи — такой, в которой фигуры и предметы представляются не плоскими, не лежащими на гладкой поверхности потолка или свода и как бы готовыми упасть на зрителя, а вполне рельефными, окруженными воздухом, в том перспективном сокращении, в каком мы видели бы их в действительности, смотря на них снизу. М. довольно долго работал в Риме, где написал в 1742 г., по заказу кардинала Piapio, фресковое изображение "Вознесения Господня", в трибуне церкви св. Апостолов. От этой живописи, приводившей в восторг современников художника и разрушенной в XVIII столетии при перестройке церкви, уцелели только два фрагмента: "Христос, возносящийся на небо" (находится на лестнице Квиринальского дворца) и "Ангелы, играющие на музыкальных инструментах" (в ризнице Петровского собора). Из прочих произведений М. до нас дошли: прелестная фреска "Папа Сикст IV и его библиотекарь Платина" (основание ватиканской библиотеки), находящаяся в ватиканской пинакотеке, по строгой пластичности фигур и по архитектурным околичностям близко напоминающая работы Пьера делла Франчески; три картины, представляющие свободные искусства в виде молодых женщин (одна — в Берлинском музее, две — в лондонской Национальной галерее), и картина, изображающая герцога урбинского, Федериго ди Монтефельтре, вместе с его сыном и свитой (прежде в Урбинском дворце, а теперь в Виндзорском замке, в Англии).

А. Н—в.

Мелхиседек, в Библии

(евр. "Царь мира") — библейская личность, о которой говорится в книге Бытия (XIV, 18). Он называется царем Салимским и вместе с тем "священником Бога Всевышнего". Это сочетание царского достоинства со священством служит характеристической особенностью патриархального периода, свойственной и другим народам. Но вместе с тем личность Мелхиседека окружена таинственностью, так как он, не принадлежа к избранному роду, был, однако, священником истинной религии и притом настолько возвышенным, что впоследствии сделался идеалом священства, стоящего даже выше священства Ааронова. Сам Христос называется священником по чину мелхиседекову (Евр., VII, 17). Салим, царем которого называется М., одни ищут близ Скифополя, но другие, и с большей вероятностью, отожествляют его с Иерусалимом. К этому последнему взгляду примыкают таргумы, Иосиф Флавий, блаженный Иероним и большинство новейших исследователей; в его пользу говорит и недавнее открытие в Телл-эл-Амарне (в Египте), где личность библейского М. нашла любопытную иллюстрацию в одном палестинском князе.

А. Л.

Мелхиседек, епископ хушский и романский

(в миру Михаил Петрович Стефанеску, 1823—92) — епископ хушский, потом романский; образование получил в киевской духовной академии. В его исторических трудах: "Chronica Romanului si a episcopiei de Romanuů" (Бухарест, 1874—75) и "Chronica Husilor si a episopei cu aseminea numire" (Бухарест, 1869) собрано много данных для истории юго-западной России и Бессарабии, входившей, до присоединения ее к России, большей частью в состав хушской епархии. Для исследователей раскола в России вообще и в частности в Бессарабии имеет важное значение сочинение его "Lipovenismulu adica schismatici seů rascolnici si creticii ruseci" (Бухарест, 1871 — "Липованство, т. е. русские раскольники и еретики"), написанное на основании русских и румынских источников. Кроме того, М. написал "О иерархии и синодальном учреждении вообще в восточной церкви и в частности в православной румынской церкви" (переведено, в сокращении, на русский язык и напечатано в бывшей московской газете "Восток" за 1884 г.), "Папизм и настоящее состояние православной церкви в Румынии" (переведено целиком на русский язык в "Трудах киевской духовной академии" за 1884 г., а вторая часть его в газете "Восток", 1884 г.), "Православная церковь в борьбе с протестантизмом вообще в христианском мире и в частности с кальвинизмом в Румынии в XVII в.", "Святые чудотворные иконы вообще и в румынском королевстве в частности", "Григорий Цамблак, митрополит киевский" (1 884) и издание надписей в армянских церквах в Румынии.

См. о нем ст. Сырку в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1884, № 11.

Мелхиседеки

— малочисленная беспоповщинская секта, последователи которой живут в Москве и некоторых других местностях. Признавая, что без причастия тела и крови Христовой спастись невозможно и в то же время не имея священных лиц для совершения этого таинства, М. рассуждают так: "Мелхиседек, царь Салимский, встретивший Авраама, не был поставлен во священники и, однако, приносил Богу хлеб и вино в жертву. И мы имеем это мелхиседеково (без поставления) священство: потому и мы можем укрухом хлеба причащаться". Вечером они кладут перед иконами хлеб, ставят в чашечке вино или воду, молятся, кто как умеет — по Уставу, или Псалтири, или по лестовке, после чего тот хлеб и вино принимаются ими как истинное тело и кровь Христовы.

Мелхола

— одна из жен царя Давида, дочь Саула. Сначала она была предана Давиду и однажды хитростью спасла его от преследований своего отца (1 Цар., XIX, 11—17), за что даже была разлучена с мужем; но впоследствии, возвращенная к Давиду, оскорбила его насмешливым отзывом о его действиях во время перенесения Ковчега Завета, и это послужило поводом к полному прекращению их брачного сожития (2 Цар., VI, 16—23).

Мель, мелководный участок

— см. Реки и Море.

Мель, один из Гебридских островов

(Mull) — самый большой из Гебридских островов, отделенный от континентальной части графства Аргайль морским рукавом в 3 км шириной; поверхность острова 960 кв. км, но только около 6% этого пространства представляет пахотную землю. Жители (около 6000) занимаются преимущественно овцеводством и рыболовством. Главный город — Тобермори.

Мёль, река в Каринтии

(нем. M ö ll, словин. Bela) — приток реки Дравы в Каринтии, берет свое начало в роднике Пастерчем (Pasterzengletscher) y Heiligenblut, пересекает в юго-восточном направлении (только в среднем течении идет на северо-восток) Мельскую долину (M ö llthal) и около Саксенбурга впадает в Драву.

Мельби

(Даниель Герман Антон Melby, 1818—1875) — талантливый датский живописец морских видов, ученик Экерберга в копенгагенской академии художеств; совершил несколько дальних плаваний и жил некоторое время в Стокгольме, Гамбурге и Париже. Понятие об этом художнике могут дать его картины, находящиеся в копенгагенской, стокгольмской и гамбургской галереях. Они свидетельствуют о том, что он обладал сильным чувством красоты и живой, подчас эксцентричной фантазией, был чрезвычайно разнообразен в выборе сюжетов и мастерски воспроизводил эффекты воздуха и его отражения в воде.

А. С—в.

Мельбурн, Вильям Ламб

(виконт Melbourne) — английский государственный деятель (1779—1848), учился в Итоне и Кембридже, был адвокатом в Лондоне, с 1805 г. — членом палаты общин; в 1828 г. унаследовал от отца титул и место в палате лордов; принадлежал к партии вигов. В 1827 г. был секретарем по делам Ирландии в кабинете Каннинга, с 1830 по 1834 г. министром внутренних дел в кабинете Грея; с февраля по ноябрь 1834 г. стоял во главе кабинета, сохранив тот же портфель. В 1835 г. М. вторично сформировал кабинет, существовавший до 1841 г.; при нем вступила на престол королева Виктория. М. имел большое влияние на молодую королеву; в bedchamberquestion (см. Виктория) он стоял за право короны против притязаний консервативной партии. Мельбурн умел говорить красиво, балансировать между партиями и мирить их, но не отличался ни твердостью убеждений, ни образованием, ни административными способностями.

Его жена, леди Каролина Ламб (1785—1828), романистка, известна своими отношениями к Байрону; М. скоро с ней разошелся. Титул виконта М. угас со смертью брата Вильяма М., Фредерика-Джемса Ламба (1782—1853), бывшего посланником во Франкфурте, Лиссабоне, Мадриде, Вене.

См. M. Cullagh Torrens, "Memoirs of William, second viscount М." (Л., 1877).

Мельбурн, город в Австралии

(Melbourne) — главный город британской колонии Виктория, на юго-востоке Австралии, на берегу реки Ярра-Ярра, в 12 км от ее впадения в залив Порт-Филипп, под 37°53' южной широты, на высоте 213' над уровнем моря; основан в 1837 г. Благодаря плотине у устья реки и второй, на полпути от города, М. имеет превосходную гавань для океанских кораблей, соединенную с городом железной дорогой. Торговля М. сильно развилась со времени открытия здесь золота в 1851 г. и теперь равна почти 9/10 всей торговли в Виктории. Город освещен газом и имеет отличный водопровод из реки Пленти, в 27 км от города; озеро Ян-Ин также обращено в резервуар, в 6422 млн. галлонов вместимости. Публичная библиотека, университет, институт механиков, музей; несколько ежедневных и других периодических изданий; несколько театров, ботанический сад. Большой простор для устройства доков и пристаней; пароходное, железнодорожное и телеграфное сообщение со всеми главными городами Виктории и др. соседними колониями; подводные кабели. Хороший климат. Русское генеральное консульство — единственное в Австралии. Жителей (1891) 491378.

Мельвилль, Генри

(Henry-Dundas Melville) — виконт, шотландский юрист и государственный деятель (1741—1811); был с 1774 г. членом нижней палаты. Первоначально член оппозиции, он впоследствии примкнул к министерству Норта и занимал разные места как в этом министерстве, так и в кабинете Питта; с 1794 г. был военным министром. В 1803 г., будучи первым лордом адмиралтейства, он должен был выйти в отставку, обвиненный в подкупе при парламентских выборах; в 1806 г. был объявлен невиновным, но политическая его карьера была уже кончена.

Мельвилль, Герман

(Hermann Melville) — американский писатель (1819—1878); много путешествовал и описывал свои впечатления. Из произведений его более известны: "Moby Dyck", "Battle pieces", "Israel Potter" и "Оmоо, or adventures in The South Seas".

Мельвилль, остров в Ледовитом океане

(Melville Island) — самый западный из Георгианских островов, в Британской Северной Америке, в Ледовитом океане, под 75° северной широты и 110° западной долготы; открыт капитаном Парри, зимовавшим здесь в 1819—20 гг.

Мельвилль, остров у берегов Австралии

(Melville Island) — остров у северного берега Австралии, под 11°28' южной широты и 131° восточной долготы, длина 100 км, ширина 45 км.

Мельвилльзунд

(Melvilles und) — в Северном Ледовитом океане, у берегов Северной Америки, образуемый островом Мельвилль и землями Банка, Принца Альберта и Принца Валлийского и островами Корнуэль и Батурст. На восток от него ведет путь Барроу, на запад — путь Банка, на север — канал Биам-Мартина, на юго-запад — дорога Принца Уэльсского и на юго-восток — канал М'Клинтока. Он открыт в 1819 г. Парри (Parry).

Мельвилльский залив

— у берегов Гренландии, близ входа в Баффинов залив, под 76° северной широты и 60—64° западной долготы.

Мельвилльский полуостров

(Melville Peninsula) — в арктическом поясе, в северной Канаде, граничит с запада с Бутийским заливом, с севера — с проливами Гекла и Фьюри, с востока — с каналом Фокс; 375 км длины и 150 км ширины.

Мельвиль ван Карнбе

(барон Питер Melvill van Carnb ée, 18 16—1856) — голландский географ и гидрограф. Служа в Батавии, обработал свой превосходный "Zeemansgids" (Амстердам, 1842; 2 изд., 1849) для части Индийского океана, а также береговую карту в 5 листах. Результаты своих гипсометрических измерений в Ост-индском архипелаге М. представил в "Carte hypsom é trique de l'Archipel des Indes". Возвратившись в Европу, он вместе с Зибольдом издавал "Moniteur des Indes orientales et occidentales" (Гаага, 1827—49), a в 1849 г. напечатал статистическую карту нидерландских колоний. В 1850 г. вернулся в Батавию, где стал во главе гидрографического бюро и с 1854 г. издавал "Algemenen Atlas van Nederlandsch Indie". Известны еще его карты моря Явы (1854) и восточного побережья Целебеса (1854).

Мельгаузен Балдуин

(Möllhausen) — немецкий романист и путешественник. Род. в 1825 г.; написал множество романов, по преимуществу из жизни американских индейцев.

Мёльгревский архипелаг

— название Маршалловых островов.

Мельгунов, Алексей Петрович

(1722—1788) — один из замечательных деятелей Екатерининского времени, "очень и очень полезный человек государству", по словам императрицы. Воспитывался в сухопутном шляхетном корпусе, был камер-пажом при дворе Елизаветы Петровны и адъютантом Петра Федоровича (с 1756 г.). Екатерина II назначила его новороссийским губернатором, потом сенатором и президентом камер-коллегии. С 1777 г. был ярославским и вологодским генерал-губернатором; открыл в Ярославле сиротский дом и народное училище, в Холмогорах — мореходное училище; покровительствовал масонам: при нем в Ярославле была масонская ложа. М. любил науку и много занимался немецкой литературой. В 1786—87 гг. он издавал литературный журнал "Ежемесячное сочинение, уединенный пошехонец", напоминающий "Всякую Всячину" Козицкого. Любя "пышность" и веселье, М. часто угощал чиновников, купечество и дворянство в Ярославле и петербургскую аристократию в Мишине (теперь Елагин остров); одно из мишинских торжеств (1776) воспето Г. Р. Державиным ("Сочинения", изд. Я. К. Грота, т. I, стр. 41).

Ср. ст. Трефолева в "Русском Архиве" за 1865, № 9, и дополнения к ней "Вологжанина", ib., № 12.

В. Р—в.

Мельгунов, Николай Александрович

— писатель; молодость провел в Москве, потом долго жил за границей; умер в 1867 г. в Москве. Участвовал в "Московском Наблюдателе", потом в "Москвитянине", где подписывался: Н. Л—ский, в "СПб. Ведомостях" и "Отечественных Записках", под псевдонимом Н. Ливенский. Отдельно издал "Рассказы о былом и небывалом" (2 ч., М., 1834), "История одной книги" (М., 1839 — полемическая статья, относящаяся к книге о русской литературе, изданной в Берлине Кёнигом, которому М. сообщал сведения о русских писателях); "Гулянье под Новинским" (М., 1841).

Мельгунов, Петр Павлович

(1848—1894) — педагог и ученый; окончил курс в московском университете, был преподавателем истории и географии; основательно изучил флору Задонского, Елецкого и Липецкого уездов и составил богатейший гербарий в 8 томах. М. председательствовал в особой комиссии по исследованию фауны Московской губернии и за сочинение о московской фауне получил от Общества любителей естествознания золотую медаль. Кроме того, напечатал: "Первые уроки истории" ("Древний Восток", М., 1879).

Мельгунов, Юлий Николаевич

(1846—1893) — известный пианист, музыкальный теоретик и критик; окончил курс в Александровском лицее, потом посещал московскую консерваторию. Вместе с профессором Руд. Вестфалем издал "Десять фуг для фортепиано И. С. Баха" (3 изд., М., 1885), с предисловием М.: "О ритмическом исполнении фуг Баха". Концертировал в Германии и России. Главный труд М. — "Русские песни, записанные непосредственно с голосов народа" (2 вып.), с обширным предисловием к первому выпуску (1879), где впервые высказан оригинальный взгляд на строй русской народной музыки и указаны законы и особенности этого строя. Вслушиваясь в отдельные части народного хора, М. записывал каждый отдельный голос и затем, скомбинировав разные голоса, получал музыку песни в том самом виде, в каком она исполняется (гармонизируется) народом-певцом. По мнению М., в русской народной музыке хор составляется из отдельных напевов, которые каждый из участвующих голосов ведет совершенно отдельно от других. Таким образом каждый голос хора представляет собой вариацию основного напева песни, а комбинация отдельных вариаций дает общую гармонию; унисон слышится только в начале и конце песни или ритмического отдела. Ко всем почти хоровым песням приложены в сборнике М. варианты, совместное исполнение которых и составляет естественную гармонию; последнюю дают фортепьянные переложения М. Неоконченными остались труды М. по изучению ритмики общеславянской музыки и учебник ритмики. В "Этнографическом Обозрении" (кн. VI) М. напечатал статью "К вопросу о русской народной музыке" (по поводу новейших собраний народных песен); в "Трудах Этнографического Отд.", т. XI, вып. 1 ("Известия Общества Любителей Естествознания", т. 69) им редактированы вологодские песни, собранные М. Куклиным.

Ср. Миропольский, "О музыкальном образовании народа" (1882).

Мельгуновы

— дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от литовского выходца Яна Мингайло-Мингалева, который при выезде принял имя Ивана М. Пятеро М. принимали участие в московском осадном сидении 1609 года. В конце XVII в. несколько М. были стольниками и стряпчими. Петр Наумович M. († в 1751 г.) был президентом камер-коллегии. О его сыне Алексее — см. соотв. статью. Род М. внесен в VI, II и III части родословной книги Вологодской, Казанской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Рязанской, Симбирской, С.-Петербургской, Саратовской, Тверской и Ярославской губерний (Гербовник, I, 65).

Мельдаль

(Фердинанд Meldahl) — известный датский архитектор. Род. в 1827 г., в Копенгагене; 12-ти лет от роду поступил в тамошнюю академия художеств и, проходя в течение нескольких лет ее курс, получил несколько наград за свои архитектурные проекты. Путешествовал в 1850-х гг. по Испании, Франции, Бельгии, южной Европе и по Востоку. По возвращении в Копенгаген построил там институт для слепых (1868) и ратушу во Фредериции (1859), управлял возобновлением Фредериксборгского дворца, разрушенного пожаром (1860—65), соорудил училище мореплавания в Копенгагене (1865, в стиле Возрождения) и украсил этот город несколькими другими значительными зданиями. С 1873 г. занимает пост директора копенгагенской академии художеств.

А. С—в.

Мельде

(Франц Melde) — профессор физики в Марбурге. Родился в 1832 г. Его научные исследования относятся почти исключительно к области акустики. Только одна большая работа принадлежит капиллярности и поверхностному натяжению (1868 и 1870). Некоторые из устроенных им акустических приборов, как, например, универсальный калейдофон, прибор для образования стоячих волн в шнурке при помощи камертона, описываются почти во всех курсах физики. Его научные труды помещены, главным образом, в журнале "Poggendorff's Annalen", а также изложены в его книге "Akustik" (Лейпциг, 1883). Им написана, кроме того, биография знаменитого акустика Хладни: "Chladni's Leben und Werken" (Марбург, 1866).

Н. Г.

Мельдола

— см. Скиавони.

Мельк

(Melk или M ö lk) — торговое село в Нижней Австрии, близ впадения Пилаха в Дунай; 1953 жителя (1890), церковь XV в., канатная и проволочная фабрики. На гранитном утесе (57 м над Дунаем) стоит знаменитое, в 1089 г. основанное бенедиктинское аббатство М., одно из богатейших в Европе; гимназия, собрание картин, библиотека (30000 томов, инкунабулы и рукописи), великолепная церковь с фресками Роттмайера и Сканцони, дарохранительницей Вюрта и могилами первых Бабенбергеров (Леопольда I, Альберта I и Эрнеста). В одной из часовен "Мелькский крест", в 60 стм высотой, 1363 г., сделанный из чеканного золота и украшенный драгоценными камнями. М. — Nomare римлян — в средние века был известен под именем Melicum; в "Песне нибелунгов" называется Medeliche; впоследствии пограничная крепость венгров, отвоеванная у них Леопольдом I. В 1683 г. монастырь выдержал четырехнедельную осаду турок.

Ср. Keiblinger, "Geschichte des Benediktinerstifts M." (Вена, 1867—68); Linde, "Chronik des Marktes M." (Мельк, 1890).

Мелькарт

(собственно "царь города") — верховный бог "Ваал" Тира, в Библии называемый Молохом (см.), а у классиков то Кроном и Сатурном, то Гераклом, то Μελκάρθος, Μελικαρθος, Melicertus. Сопоставление с Гераклом обуславливается сходством некоторых представлений. М. является странствующим по морям, основывающим колонии, побеждающим чудовищ и варваров. В основании этого лежит представление о боге солнца, но в период расцвета Тира на мифе отразилась история, и М. сделался прообразом своего народа, богом цивилизации. Он не перестал быть, однако, и божеством природы; ежегодно весной продолжало праздноваться его "пробуждение". При этом приносились в жертву перепела: дым от них возбуждал М. от сна. Существовало также представление о том, что М. сжигал себя во время летних жаров, чтобы опять воскреснуть. Символом М. были две колонны, каменные или металлические, стоявшие в его храмах и через тирских мастеров попавшие даже в иерусалимский храм (Воаз и Иакин). М. почитался и в колониях Тира, между прочим, в Карфагене, откуда ежегодно отправлялась депутация в Тир для принесения жертвы и десятины. Храм его в метрополии, как передает Геродот (см.) со слов местных жрецов, основан в XXVIII в. до Р. Х.; Хирам сломал его и на его место выстроил новый, поражавший богатством и великолепием: в нем были колонны из золота и смарагда. Известные пунические имена Гамилькар, Бомилькар — сложные с именем М.; они означают: "М. — мой брат" и "раб М.". Греческий Меликерт, сын Афаманта и Ино, погибший, по козням Геры, вместе с матерью в море у Истма и сделавшийся Палемоном, благодетельным покровителем и кормчим обуреваемых кораблей (римский Portuus) и героем Истмийских игр, находится в несомненной связи с финикийским М. и, может быть, с финикийскими поселениями на Истме.

Мельник, город в Чехии

(чешск. Mělnik, нем. Melnik) — город в Чехии, на реке Эльбе, которая в этом месте делается судоходной, против впадения в нее реки Молдавы; жителей 1274. Старинная церковь в готическом стиле (XV столетия), монастырь капуцинов, старый замок с капеллой св. Людмилы, старая ратуша. Свеклосахарный и пивоваренный заводы; плодоводство, в особенности разведение абрикосов; виноделие, значительно поднятое императором Карлом IV посредством посадки и прививки бургундских лоз, дает замечательное вино.

Мельник, город Гродненской губернии

— заштатный город Гродненской губернии, Бельского уезда, на реке Буг. Уже в XIII в. тут был укрепленный замок с башнями, принадлежавший князьям волынско-галицким. М. подвергался частым опустошениям в XIII и XIV вв. от татар и литовцев, в XVII и XVIII вв. — во время войн, преимущественно со шведами. В 1808 г. присоединен к России. Церковь, церковно-приходское училище, костел. Торговля города незначительна. Мельница, красильня, гончарное заведение. Городских доходов в 1894 г. получено 498 руб., израсходовано 486 руб., в том числе из них 275 руб. на городское управление, 190 руб. на благотворительные заведения. Жителей 3664 (1806 мужчин и 1858 женщин); дворян 21, духовного сословия 26, почетных граждан и купцов 4, мещан 1096, крестьян 2192, военного сословия 286, иностранных подданных 12, прочих сословий 27. Православных 2814, католиков 412, протестантов 30, евреев 392, прочих 16.

А. Ф. С.

Мельник, московский журнал

— журнал мукомольного дела и хлебной торговли. Выходит с 1-го июня 1892 г. 2 раза в месяц в Москве. Редактор-издатель Д. А. Мансфельд. Издается с предварительной цензурой.

Мельники

— село Полтавской губернии, Золотоношского уезда, при речке Крапивне, в 22 верстах от уездного города; дворов 560, жителей 3210.

Мельников Григорий Александрович

— морской писатель начала XIX в. Его ценные "Дневные морские записки, веденные на корвете "Уриил" во время плавания в Средиземном море с эскадрой вице-адмирала Сенявина" изданы в 1872 — 73 г.

Мельников Михаил Петрович

— горный инженер, минералог. Состоя смотрителем музея горного института и будучи знатоком минералов, М. занимался обработкой и приведением в порядок ценных коллекций музея и составил "Путеводитель по музею". Ему же принадлежат описания многочисленных минералов и минеральных копей Урала. Скончался 7 марта 1900 г. Из печатных работ М. отметим: "Геогностическая экскурсия по р. Увелке и Ую в дачах Оренбургского казачьего войска" ("Зап. Мин. Общ.", т. XIII); "Кулибинит" (ibidem, XXVIII); "Материалы по геологии Кольского полуострова" (ibidem, XXX); "Ильменские минеральные копи" ("Горн. Журн.",1882).

Мельников Николай Михайлович (дополнение к статье)

— зоолог: ум. в 1900 г.

Мельников, Абрам Иванович

— архитектор (1784—1854); воспитывался с 1795 по 1806 г. в спб. академии художеств и, по окончании в ней курса с большой золотой медалью, был отправлен в 1808 г. за границу, в качестве пенсионера академии. В Риме М. изучал древние памятники и за превосходную реставрацию капитолийских бань избран в члены академии св. Луки. По возвращении своем в 1811 г. в СПб. стал преподавать архитектуру в академии художеств и через несколько лет после того поступил также на службу в комитет строительных и гидравлических работ. Приняв участие в объявленном вскоре по окончании Отечественной войны конкурсе по составлению проекта храма Христа Спасителя в Москве, он удостоился 1-й премии, но его проект не был принят к исполнению, так как императору Александру I более понравился мистический проект живописца Витберга, которому и поручена постройка, окончившаяся, как известно, очень плачевно. Не посчастливилось М. и на конкурсе по перестройке Исаакиевского собора в СПб., хотя и тут его проект был признан за наилучший: государь утвердил проект иностранца-инженера Монферана. Важнейшее сооружение М. — единоверческая церковь св. Николая на Николаевской улице в СПб. (1820—27). Из прочих его построек, произведенных отчасти им самим, отчасти построенных другими архитекторами по его проектам, следует отметить: здание училища правоведения в СПб. (1835—38), здание ярмарки в Ростове-на-Дону, семинарию в Минске, соборы в Пскове и Нижнем Новгороде, колоссальную колокольню в Ярославле, церковь на старообрядческом Волковом кладбище в СПб. и многие дома в СПб. По его рисункам воздвигнут памятник Державину в Казани. Им же перестроена (в начале 30-х годов) Владимирская церковь в СПб. Из проектов М., не приведенных в исполнение, заслуживает внимания, сверх вышеупомянутых конкурсных, монумент в память императрицы Марии Федоровны (1828). Своим усердием в преподавательской деятельности М. значительно поднял и подвинул вперед архитектурное дело в России. В 1812 г. он был удостоен звания академика, в 1818 г. — профессора 2-й степени, в 1831 г. — профессора 1-й степени; в том же году ему поручена должность ректора, в которой он был утвержден в 1843 г. В 1851 г. возведен в звание заслуженного ректора. По своему направлению он принадлежит к последним представителям псевдоклассического стиля, так называемого стиля империи.

А. Б—а.

Мельников, Иван Александрович

— известный русский певец-баритон; род. в 1831 г. Окончив коммерческое училище, М. занялся торговлей, но вскоре перешел на музыкальное поприще. Первые шаги М., как певца, относятся к 1860 г., когда он выступил в концерте бесплатной музыкальной школы, управляемой в то время Ломакиным. В 1867 г. М. дебютировал на сцене Императорской русской оперы в Петербурге, в опере "Пуритане", и стал одним из видных деятелей оперной сцены. Исполняя в продолжение 25-ти лет ответственные партии, М. расширил свой репертуар до громадных размеров. Главные его роли: Руслан, мельник (в "Русалке" Даргомыжского), Борис Годунов (в опере Мусоргского), Кочубей (в опере "Мазепа" Чайковского), "Демон" (в опере Рубинштейна), Вольфрам (в "Тангейзере" Вагнера). Кроме того, М. пользовался огромным успехом как концертный певец. Чествование Мельникова по поводу 25-летия его художественной деятельности в Мариинском театре было одним из самых почетных и блестящих. После юбилея М. недолго оставался на Мариинской сцене, которую покинул вследствие расстроенного здоровья, хотя и в расцвете артистических сил. Привычка к труду вызвала М. к новой деятельности. Оставив сцену, М. основал в 1892 г. хоровой класс, сразу обративший на себя общее внимание и дающий, под руководством капельмейстера Беккера, прекрасные результаты.

Н. С.

Мельников, Николай Михайлович

— зоолог, сын адъюнкт-профессора чистой математики в казанском университете; род. в 1840г.; учился во 2-й казанской гимназии, окончил курс в казанском университете в 1861 г. по факультету естественных наук; в 1865—67 гг. был приват-доцентом в казанском университете, в 1871 г. занял кафедру зоологии там же. Магистерская диссертация его: "Микроскопические исследования кишечного канала рыб" (Казань, 1867), докторская — "Материалы к учению об эмбриональном развитии насекомых" (Казань, 1869); кроме того, М. напечатал ряд статей на русском и немецком языках по гистологии и эмбриологии позвоночных, глистам, насекомым и фаунистического содержания.

Мельников, Николай Петрович

— инженер-технолог. Род. в 1848 г. Воспитание получил в киевской 1-й гимназии и лицее князя Безбородко в Нежине. Окончил курс спб. технологического института в 1872 г. Написал: "Производство бумаги из дерева" (1873), "Окраска бумаг" (1875), "Композиция бумаг" (1873), "Бумага из камыша" (самостоятельное исследование), "Бараки из картона" (1877), "Новый способ винокурения с сернистой кислотой, исследование в Париже, в лаборатории Бутми", "Передвижные винокуренные заводы", "Винокурение из фрукт", "Маслоэкстракционное производство" (1875); в Dyngler's "Polyt. Journ." (1881) — аппарат для получения эфирных масел; "Производство экстрактов дубильных веществ", "Производство галет", "Производство ржаных сухарей", "Хлебопечение из зерна" (самостоятельное исследование), "Производство спирта из мха" (1880), "Производство искусственного коровьего масла" (1877) и др.

Мельников, Павел Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мельников, Павел Петрович

(1804—1880) — инженер и министр путей сообщения. В 1825 г. окончил курс института корпуса инженеров путей сообщения поручиком и оставлен при институте репетитором. В 1826 г. ему поручено было составление проекта улучшения Волховских порогов, расчистка которых им произведена в том же году, с устройством на реке Волхов водостеснительных плотин. В 1830 г. он заведовал работами по улучшению судоходства в Кокенгузенских порогах реки Западной Двины и, сверх того, производил изыскания по соединению Западной Двины с Ловатью. В 1833 г. М. был назначен профессором прикладной механики в институте и в артиллерийском училище. Главнейшая заслуга М. в области строительного дела в России относится к участию его в сооружении СПб.-Московской, ныне Николаевской железной дороги. По окончании постройки дороги на М. возложены были изыскания железной дороги от Москвы до Черного моря. В 1858 г. М. назначен членом совета главного управления путей сообщения и главным инспектором частных железных дорог. В 1860 г. ему поручается постройка Грушевской железной дороги, а в 1862 г. М. поставлен был во главе ведомства путей сообщения, которым заведовал с 1862 по 1869 г. При нем произведены многие важные перемены, направленные к изъятию из ведомства путей сообщения учреждений, не имеющих прямого к нему отношения (например, городских строительных комитетов, телеграфного управления, арестантских рот гражданского ведомства). В 1866 г. главное управление путей сообщения и публичных зданий переименовано в министерство путей сообщения со значительными изменениями в его составе. В 1867 г. военное устройство инженеров путей сообщения преобразовано в гражданское. Институт инженеров путей сообщения, также имевший военное устройство, преобразован в 1864 г. в открытое гражданское учебное заведение. В 1866 г. открыто первое железнодорожное училище при мастерских Орловско-Грязской железной дороги в Ельце. При М. была возобновлена постройка железных дорог непосредственным распоряжением правительства, оставленная в период времени с 1856 до 1863 г. правительством построено до 1800 верст. Вместе с тем с 1865 г. начинается выдача концессий частным лицам, с выпуском акций или облигаций под гарантией правительства. Изыскания по направлению тех линий, осуществление которых представляло наибольшую важность для государства, производились с 1865 г. непосредственно правительством. В 1868 г. установлены были правила для выдачи концессий. В 1869 г. был созван общий съезд представителей железнодорожных предприятий, на котором, между прочим, положено начало прямой перевозке пассажиров и бесперегрузочной перевозке товаров. За время управления М. к русской сети железных дорог прибавилась 4451 верста. С передачей грунтовых дорог в ведение министерства внутренних дел, на попечении ведомства путей сообщения остались шоссейные пути, дальнейшее сооружение которых, однако, было приостановлено, так как признано было необходимым обращать все денежные средства на развитие рельсовых путей. В 1866 г. введен хозяйственный способ ремонта шоссе, с поставкой подрядчиками одних лишь материалов. 7 мая 1868 г. состоялось Высочайшее повеление: предоставить министру путей сообщения, в виде опыта, снестись с земскими учреждениями одной или двух губерний, пригласив их принять участие в ремонтных работах на шоссейных дорогах хозяйственным распоряжением, на условиях, определенных соглашением с земствами и с министром внутренних дел. В 1866 г. открыт канал Императора Александра II, расширена и углублена часть Свирского канала, продолжались работы по улучшению Мариинской системы и условий судоходства по Волге. В 1867 г. положено начало устройству судоходной инспекции (на Волге). С 1862 г. производились довольно значительные работы по улучшению Перновского, Либавского, Одесского, Бердянского и Таганрогского портов, а также в устьях реки Волги и Астраханском порту. Литературные работы М. печатались в "Журнале Путей Сообщения" в период 1832—1860 гг. Отдельно изданы: "Основания практической гидравлики, или О движении воды в различных случаях и действии ее ударом и сопротивлением" (1836) и "О железных дорогах" (1856).

Мельников-Разведенков Николай Федотович

— патологоанатом, род. в 1866 г.; окончил курс на медицинском факультете московского университета в 1889 г., где сначала состоял сверхштатным лаборантом при кафедре патологической анатомии, с 1890 г. штатным помощником прозектора при той же кафедре. В 1895 г. по защите докторской диссертации приват-доцент по кафедре патологической анатомии. В 1898 — 1900 г. находился в заграничной командировке; в 1902 г. назначен профессором харьковского университета по кафедре патологической анатомии, каковую занимает и по настоящее время. Важнейшие ученые труды: "Об искусственной невосприимчивости к сибирской язве" (диссертация, Москва, 1895); "Новый способ приготовления анатомических препаратов с сохранением их естественной окраски", опубликованный в 1895 г. и переведенный на немецкий и на французский языки. Эта работа увенчана военно-медицинской академией в 1897 г. анатомической премией Загорского. "Гистологическое исследование упругой ткани в нормальных и в болезненно-измененных органах человека" ("Медиц. Обозр.", 1899 и "Beitr. v. Ziegler" 1899 г.); "Альвеолярный эхинококк у человека и у животных" (Харьков, 1902), то же в переводе на немецкий язык "Der Echinococcus alveolaris sive multilocularis. His t ologische Untersuchungen" (Иена, 1901); работа удостоена военно-медицинской академией в 1901 г. анатомической премии Загорского.

Мельница

— местечко Волынской губернии, Ковельского уезда. Жителей 816, дворов 110, православная церковь, еврейская молитвенная школа. 5 лавок. Школа, богадельня, аптека, водяная мельница.

Мельницкие

— дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от польского выходца Скарба Млынковского, переселившегося в Москву к великому князю Симеону Гордому. Гаврило Семенович М. пожалован вотчиной в 1552 г. Назарий Петрович М. при царе Феодоре Алексеевиче был посланником в Крыму, затем воеводой в Перми, Чердыни и Соликамске, а при учреждении сената назначен сенатором. Род М. внесен в VI часть родословной книги Новгородской, Псковской и Тверской губерний (Гербовник, IX, 10).

В. Р.

Мельницкий

(Всеволод Петрович, 1827—1866) — капитан-лейтенант. До 1855 г. был помощником редактора, а с 1866 г. редактором "Морского Сборника", в котором печатались его статьи, касавшиеся морского дела в России и за границей. Отдельно изданы: "Шхеры финского залива" (СПб., 1852), "Вечера в кают-компании" (СПб., 1856), "Русский коммерческий флот по 1 января 1858 г." (СПб., 1859) и др. Биография М. помещена в "Морском Сборнике" 1866 г., № 10.

Мельницы для круп

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мельницы мукомольные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мельничек

или славка-завирушка — см. Славки.

Мельпомена

(Μελπομένη = поющая) — как указывает само имя, была первоначально представительницей песни вообще, затем жалобной, печальной песни и наконец трагедии. Как муза более серьезных по чувству поэтических произведений, она имеет более строгий и серьезный облик, чем остальные ее сестры. Изображалась она девушкой громадной величины (в связи с исполинскими фигурами героев трагедии); голова ее украшалась строфием (повязкой) и венком из виноградных листьев. Одеждой ей служила длинная сирма (σύρμα) и театральная мантия; как символ трагедии, она имела на ногах котурны. В руках у нее были: в одной — трагическая маска, в другой — палица — знак героической силы.

Мельс

(Август Mels) — немецкий писатель; род. в 1829 г. (настоящее имя его Мартин Кон). Волонтером принимал участие в походе в Данию в 1849 г., служил во французском Иностранном легионе, потом в испанской армии, был корреспондентом разных журналов, сопровождал Наполеона III в плен в Германию. Главные его сочинения: "Von der Elbe bis zur Tauber. Der Feldzug der pre u ssischen Rheinarmee" (3 изд., Билефельд, 1868); "Erlebtes und Erdachtes" (Штутгарт, 1869; 2 изд., 1872); "Herzensk ä mpfe" (новеллы, Лейпциг, 1869); "Gebilde und Gestalten" (Лейпциг, 1870); "Unsichtbare M ä chte" (роман, Лейпциг, 1875); "Neue Horizonte" (роман, Лейпциг, 1876—78); из театральных пьес: "Heines junge Leiden" (1871), "Der Staatsanwalt" (1875), "Das letzte Manuskript" (1875), "Der Neue Fr ü hling" (1880). Под именем дон Спавенто напечатал: "Wiener Schriftsteller und Journalisten" (В., 1874).

Мельсан

(Louis Henri Frédé ric Melsens) — бельгийский химик и физик (1814—1886). В 1837 г. M. отправился в Париж в лабораторию Дюма, где работал вместе со Стасом. Вернувшись в 1846 г. в Бельгию, он был назначен преподавателем физики. В лаборатории Дюма (1842) M. произвел восстановление хлоруксусной кислоты в уксусную действием амальгамы натрия: факт этот для теории металепсии (см.) имел большую важность. В дальнейшем работы М. касаются различных областей и носят исключительно прикладной характер. Он дал новую систему громоотводов (см.), внес много улучшений в фабрикацию свечей, мыла, соды, в сахарное производство; изучал горение обыкновенного пороха, полет снарядов. Изучая с 1842 г. лечебное действие йодистого калия, он показал и разъяснил его роль как противоядия при отравлении соединениями свинца и ртути и как средства борьбы с последствиями сифилиса. За это последнее открытие французский институт присудил М. Монтионовскую премию.

Ср. Р. de Heen, "Notice sur Melsens" ("Annuaire de l'acad. royale de Belgique", 1893; здесь помещен полный перечень работ М).

С.

Мельситово

— село Пензенской губернии; см. Кевдомельситово.

Мельфи

(Melfi) — город в южной Италии; живописно расположен близ вулкана Вультура (1329 м); около 13 тыс. жителей. Собор XII в., реставрированный в 1851 г. после страшного землетрясения. В XI в., при норманнах, М. был главным городом Апулии. Здесь в XI в. было два церковных собора.

Мельхерс

(Паулус Melchers) — католический прелат; род. в 1813 г. В 1860 г. назначен кельнским архиепископом. На Ватиканском соборе М. принадлежал к противникам догмата непогрешимости и присоединился к протесту 6 мая 1870 г. против образа действий собора, но по провозглашении нового догмата подчинился ему и предал отлучению боннских профессоров, противившихся этому. Во время культуркампфа (см.) М. был не раз присуждаем к тюремному заключению, бежал в Голландию и, наконец, отрекся от своего сана. Папа Лев XIII возвел его в кардиналы (1885). Главные сочинения M.: "Die kath. Lehre von der Kirche" (4 изд., Кельн, 1881), "Das Gebet des Herrn" (Кельн, 1883), "Das Leben der allerseligsten Jungfrau und Gottesmutter Maria" (Кельн, 1884).

Мельхерс Паулус (дополнение к статье)

(Melchers) — кардинал: ум. в 1895 г.

Мельхиор

— сплав, который имеет обширное применение как металл, заменяющий во многих случаях серебро; составляется из меди, цинка и никеля. Отношение составных частей бывает различное: сплав, наиболее похожий на серебро, содержит 50 частей меди, 25 частей цинка и 25 частей никеля; отливки, например подсвечники и т. п., делаются из сплава, составленного из 60 частей меди, 20 частей цинка и 20 частей никеля. М. тверже серебра, прекрасно полируется, имеет серовато-белый цвет и плавится при ярко-красном калении, причем цинк улетучивается. Для его приготовления металлы, в раздробленном виде и хорошо смешанные между собой, сплавляются в тигле, причем небольшая часть меди помещается тонким слоем сверху и снизу смеси, которая затем покрывается мелким углем и сильно нагревается в печи с обильным притоком воздуха. Или же медь и никель сперва плавятся в тигле, а куски нагретого цинка прибавляются потом. Смесь во всяком случае нужно хорошо перемешивать, чтобы облегчить плавку никеля. Иногда прибавляются свинец или железо с целью получить более белый металл. Анализы нескольких образцов М. дали следующие результаты: 1) меди 50%, никеля 2 0%, цинка 30%; сплав этот очень ковок и хорошо полируется; 2) меди 50%, никеля 26%, цинка 24%; очень похож на серебро; 3) меди 41%, никеля 18%, цинка 41%; немножко хрупок; 4) меди 50%, никеля 25%, цинка 25%; похож на серебро, белый и ковкий; 5) меди 60%, никеля 20%, цинка 20%; очень тягучий и ковкий, прокатывается в листы и тянется в проволоку; 6) меди 40,5%, никеля 31,5%; железа 2,5% и цинка 25,5%; имеет вид и качества китайского сплава; 7) меди 50%, никеля 50%; рекомендуется Пелузом как сплав, превосходящий сплавы, содержащие цинк, по своим свойствам и внешнему виду; 8) меди 55%, никеля 24%, цинка 16%, олова 3%, железа 2%; белый металл для ложек и т. п.

Ю. Каменский. Δ .

Мельхиседек (Значко-Яворский)

Мелхиседек (в миру Михаил Значко-Яворский) — см. Значко-Яворский.

Мельхиседек (Сокольников)

Мелхиседек (Сокольников, 1773—1853) — архимандрит. Слова и приветственные речи М. изданы в Москве в 1843, 1845 и 1853 гг. Написал историю Рыхловской пустыни.

Ср. В. Пассек, "Историческое описание Московского Симонова монастыря" (М., 1843).

Мельхиседек, в древнерусской письменности

Мелхиседек — апокриф, известный в древнерусской письменности в трех видах. К первому виду относятся те сказания, в которых излагается родословие М.: он происходил от нечестивого племени Хамова, был сын Мельхила, сына Сида, сына Ламехова; эти сказания напечатаны в сборнике Пыпина. Другой вид составляют сказания, в которых неизвестность рода М. объясняется чудесным рождением: Софонима, жена Нира, брата Ноева, бывшая во всю свою жизнь неплодной, в старости родила М.; эти сказания напечатаны в сборнике Тихонравова. Третий вид составляет слово Афанасия Александрийского о М. Для объяснения безродности М. рассказывается легенда о том, как отец М., "Еллин не спасен", узнав, что М. чтит Единого Бога, вздумал принести в жертву своим богам сначала его, а потом брата его Мельхила, и как Бог, по молитве М., наказал город землетрясением, во время которого погиб весь род М., и Мельхиседек остался безродным. Слово это составляет перевод с греческого слова, приписываемого Афанасию Александрийскому, вероятно потому, что в конце его упоминается о св. отцах первого Никейского собора, на котором присутствовал св. Афанасий. Слово это пользовалось большим распространением на Руси; существовала переделка его; издано в сборнике Порфирьева.

Предыдущая страница Следующая страница