Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 25, Мах - Мга)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 25, Мах - Мга)

Предыдущая страница Следующая страница

Махар Иосиф

(Machar; псевд. A. Rousek) — выдающийся чешский поэт-лирик. Род. в 1864 г. Стихотворения его собраны в отдельных изданиях: "Confiteor" (1886); "Bez n ázvu" (1889); "Letní sonety" (1891); T ř etí knihá lyriky" (1892); "Zimní sonety" (1892); "Jarní sonety"; "Podzimní sonety" (1893); "Tristium Vindobonae" (1893); "Zde by m ě ly kvést r ůž e" (1894); "Vylet na Krym, 1898— 1899" (1900, рец. "Слав. Век", № 11 — 12); " Č ty ř i knihy sonet ů" (1903) и др. Написанная М. в 1894 г. поэтическая характеристика Витезслава Галка вызвала целую бурю в чешской критике. Враг рутины в общественности и литературе, хорошо знакомый с новейшими европейскими течениями, сатирик по натуре, М. резко нападал на остатки "властенецкого" (патриотического) сентиментализма. Отдав дань элегичности в первых своих произведениях, он перешел к бодрому настроению, чем заслужил симпатии чешской молодежи.

Махдий

— Ибн-Хельдун (Prol égomè nes, франц. перев. Slane, II, 158) говорит: "Издавна мусульмане усвоили мнение, что в конце веков непременно должен появиться из рода пророка человек, который поддержит религию и даст победу правде. Привлекши к себе истинных верующих, он воцарится над мусульманскими государствами и назовется М. ("направленным", т. е. " благонаправленным"). Тогда придет Деджжаль (= антихрист) и совершатся события, знаменующие приближение последнего часа мира. После пришествия антихриста сойдет с неба Иисус и убьет его, а по другому преданию, Иисус снизойдет одновременно с М., поможет ему истребить Деджжаля и, при совершении молитвы, признает М. за имама (см.)". На идею о М. (мессианизм) в Коране нет и намека: она держится у мусульман на основании преданий. История этой идеи, восходящей к зороастрову верованию в Саошйанта, представлена у Ренана в "Vie de J é sus" и у Дж. Дарместетера в "Ormazd et Ahriman" (Пар., 1877). Людей, объявлявших себя М., появлялось в мусульманском мире уже много; история их изложена в сочинении Дж. Дарместетера, "Le Mahdi depuis les origines del'islam jusqu' à nos jours" (Пар., 1885); глава VIII посвящена суданскому аскету (дервишу) Мохаммеду-Ахмеду, родившемуся в Донголе в 1843 г., объявившему себя в августе 1881 г. М. и породившему то религиозно-политическое волнение, которое и до сих пор продолжается в Судане.

А. К-ий.

Махдий (дополнение к статье)

— Магомет Ахмет умер в 1885 г. Его наследником по его назначению явился Абдуллах-Халиф (иначе Абдуллах ибн-Саид Магомет), араб, родившийся в 1846 г. в Дарфуре. Он превосходил Магомета Ахмета по жестокости и по хитрости, а также по лицемерию, но не умел внушить своим солдатам религиозного энтузиазма и не обладал военным талантом своего предшественника. 2 сент. 1898 г. он был наголову разбит Китченером при Омдермане (см.); успел бежать на север с остатками войска, но в ноябре 1899 г. разбит полковником Винчэтом и убит в битве при Ом-Дебригате. С его гибелью распалось и его царство. См. Snouk Hurgronje, "M." (в " R evue coloniale internationale", П., 1886); Wingate, "Mahdism and the Egyptian Sudan" (Л., 1891); Ohrwalder, "Aufstand und Reich des M. in Sudan und meine zehnj ä hrige Gefangenschaft daselbst" (Инсбрук, 1892).

В. В — в.

Махенге

(Mahenge) — племя в экваториальной юго-вост. Африке, на З пустыни Суагели???Суахили. Светлая кожа и приятные, тонкие черты лица. Одежды из воловьих кож и звериных, по большей части обезьяньих шкур. Знакомы с добыванием и употреблением соли.

Махзор

(Machsor — новоевр. "круг", "цикл") — у евреев книга, содержащая собрание праздничных молитв и славословий всего года.

Махмуд I

(Mahmud) — турецкий султан (1730-54), сын Мустафы II и преемник Ахмеда III, род. в 1696 г.; бунт янычар доставил ему престол. Избавившись страшным кровопролитием от вождя мятежников, Патрона Калил, и нескольких тысяч его приверженцев, М., ввиду угрожавшей войны с Россией, заключил мир с персидским шахом Надиром, возвратив ему завоеванные провинции. Война с русской императрицей Анной Иоанновной, вступившей в союз с императором Карлом VI, продолжалась с 1736 по 1739 гг. и доставила султану северную Сербию и малую Валахию.

Махмуд II

— турецкий султан (1808-1839), второй сын Абдул-Гамида I, род. в 1785 г.; возведен на престол мятежом, произведенным рущукским пашой Мустафой Барайктаром. М. начал свое царствование бесчисленными казнями, в том числе казнью своего брата и предшественника, Мустафы IV. Политическая и военная слабость Турции, явно разлагавшейся, указывала на реформирование страны по европейскому образцу, как на единственное спасение, и М. задался целью продолжать политику Селима III (см.). Самой важной из реформ М. была военная: он уничтожил (1826) янычар (см.) и устроил войско, пополняемое посредством более или менее правильных наборов; для его организации он приглашал в Турцию европейских инструкторов, между прочим, Мольтке. М. пытался распространить в Турции светское образование — привить книгопечатание, создать литературу и журналистику; во внутреннем управлении он стремился ввести правильную администрацию, уничтожить взяточничество, сделать подчинение пашей центральной власти действительным, а не фиктивным; гражданские и уголовные законы Турции носят на себе следы энергичной реформаторской деятельности М. Но деятельность эта осталась в общем почти безрезультатной и скорее ослабила Турцию, чем ее усилила: она вызвала страшное недовольство духовенства, с которым М. пришлось вступить в ожесточенную борьбу, а также чиновничества, и не нашла поддержки в народе, по-прежнему и даже хуже прежнего обремененном налогами. На каждом шагу М. встречал глухое, а нередко и открытое, переходившее в мятеж противодействие; ему приходилось вступать в борьбу с предрассудками, с обычаями, с нравами, между прочим с национальным костюмом, и почти на каждом шагу терпеть поражение. Всего вреднее оказалась реформа военная, так как в момент крайней нужды в войске, для окончания борьбы с Грецией и для войны с Россией, у Турции не оказалось сколько-нибудь опытного войска, хотя бы и столь плохо дисциплинированного, как янычары. Вообще царствование М. было крайне несчастно; оно наполнено междоусобными войнами, из которых важнейшими были борьба с янинским пашой Али в начале царствования, с Мегметом-Али египетским (см. Египет) — в конце; две тяжелые войны с Россией (1806-12 и 1828-29); в это царствование Турция потеряла Грецию, Сербию, Молдавию и Валахию, фактически — Египет.

См. Leopold Ranke, "Serbien u. T ü rkei im XIX J." (Лпц., 1879); Bastelherger, "Die militar. Reformen unter M. II" (Гота, 1874).

В. В-в.

Махмуд-Газни

(970-1030) — даровитый полководец, могущественный государь Азии. Об управлении его см. Газневиды и Газни. Во всех его походах главнейшей его целью было ниспровержение язычества и распространение ислама, за что его глубоко чтят мусульмане. Его память и доныне живет в Персии и Индии, в многочисленных легендах и персидских песнях; последние приписываются ему самому и имеют своим предметом его любовь к рабу Аясу.

Махмуд-Джелаледдин-паша-Дамад

— турецкий госуд. деятель; в 1858 г., благодаря браку с дочерью султана Абдул-Меджида, стал пользоваться большим влиянием, особенно с восшествием на престол своего шурина, Абдул-Гамида II, которого он постоянно запугивал существованием мнимых заговоров. Он сделался генерал-фельдцейхмейстером, хотя не имел никакого понятия об артиллерии, и членом придворного военного совета, где его деятельность во время войны с Россией была весьма пагубна для Турции. Частью из трусливого миролюбия, частью из зависти к боевым генералам, он расстраивал их военные планы, ввел беспрестранную смену командиров и тем препятствовал всему ходу военных действий. Этим М. навлек на себя всеобщую ненависть; однако он сумел сохранить свое влияние на султана и был даже несколько раз военным министром. Только когда в 1878 г. обнаружилось, что он во время войны отдавал очень важные приказания без ведома султана, он был смещен и сослан; в 1880 г. помилован, но в 1881 г., вследствие обнаруженного участия его в убийстве Абдул-Азиса, приговорен к смертной казни, замененной пожизненной ссылкой в Аравию; его брак был расторгнут. Ум. в 1884 г.

Махмуд-Недим-паша

(1810-83) — турецкий министр. Любимец Решида-паши, он был ген.-губернатором Сирии, морским министром, а с 1871 г. — великим визирем. Он приобрел милость султана Абдул-Азиса, поддерживая его в его намерении изменить порядок престолонаследия в пользу его сына Юссуфа. Управление М. было беспорядочно и безуспешно. Вскоре он подпал сильному влиянию русского посла Игнатьева и приостановил, в 1875 г., платеж процентов по турецким государственным долгам. Недовольство народа, усилившееся благодаря волнениям в провинциях, было направлено особенно на М. Восстанием софтов, в мае 1876 г., он был низвергнут, затем сослан в Митилену, но с 1879 г. до смерти снова был министром внутренних дел.

Махмудие

(Mahmudieh) — канал в нижнем Египте, между Розеттой и Александрией, проведенный в 1819-20 гг. Мегемедом-Али и обошедшийся в 7½ млн. франков. Около 250000 феллахов были принуждены работать над его постройкой, при чем погибло от болезней и чрезмерного напряжения 20000 чел. Близ Фум-эль-М. находятся большие шлюзы; здесь постоянно ждут небольшие пароходы и множество ластовых судов.

Махновка

— мст. Киевской губ., Бердичевского у. Жит. 4389, дворов 451; православных 985, католиков 299, евреев 3070, прочих исповеданий 35. В 1796 г. М. сделана уездным городом, но в 1846 г. присутственные места переведены в Бердичев и М. обращена в село. 2 првсл. црк., католический костел, 4 еврейских молитв. дома, начальная школа, винокуренный завод.

Маховик

— массивное колесо, прикрепляемое к одному из вращающихся валов машины для регулирования ее движения. Каждый вращающийся вал машины (напр. приводимый в движение кривошипом и шатуном, соединенным с поршневым штоком паровой машины) совершает периодическое движение. Работа, расходуемая за один полный период двигателем, равна работе всех сопротивлений. Но в течение периода такого равенства может и не быть. Когда работа двигателя превосходит работу сопротивлений, то движение ускоряется; в противном случае оно замедляется. Если на вал насажен М., то когда работа двигателя берет перевес над работой сопротивлений, часть этого избытка работы идет на ускорение вращения массивного махового колеса, и потому движение всей машины ускоряется менее сравнительно с тем, на сколько бы оно ускорилось без М. Наоборот, когда работа двигателя становится менее работы сопротивлений, то без М. получилось бы довольно значительное замедление хода машины, с маховиком же оно будет не так значительно, потому что накопившаяся живая сила М. перейдет частью в работу, подгоняя ход машины. Таким образом, М. магазинирует в себе избыток работы двигателя в виде живой силы и отдает ее машине, когда работа сопротивлений берет перевес. Представим себе вал, вращающийся с периодической скоростью, и пусть период совпадает с полным оборотом вала, так что угловая скорость w изменяется в течение периода, но к концу его приобретает прежнюю величину. Пусть М работа двигателя, R работа сопротивлений, считаемые за полный период; тогда М =R. Пусть w" есть наибольшее и w' наименьшее значение скорости w. Теорема живых сил дает: 1/2J'(w"2-w'2)=M'-R', где Jмомент инерции, М' и R' — работа двигателя и сопротивлений за время, в течение которого вал переходит из положения, соответствующего w' в положение соответствующее w". Заменив в этой формуле разность квадратов произведением суммы на разность, получим 1/2(w"+w')(w"-w')=M'-R' или приблизительно: Маховик, где Маховик есть средняя арифметическая (w"-w')/2, мало отличающаяся от средней скорости. Размеры М. определяются требованием, чтобы разность w"-w' не превосходила некоторой n-й части Маховик, вследствие чего размеры должны быть таковы, чтобы Маховик. Величина n называется коэффициентом равномерности. Устройство М. колеса — см. Колесо маховое.

Н. Д.

Маховое колесо

— см . Маховик, Паровые машины, Двигатели.

Маховушка

— см. Московка (птица).

Маховые перья

(remiges) — крупные важнейшие при полете перья, сидящие на наружном крае предплечья и кисти. Перья, сидящие на кисти, называются первичными махами и бывают обыкновенно в числе 10 больших и одного (11-го) малого (remiculus), а перья предплечья — вторичными или локтевыми махами. Несколько перьев на большом пальце составляют придаточное крыло (alula), a перья на плече — плечевое крыло (parapterum). Первые 6 первичных махов сидят на metacarpus, a следующие 5 на пальцах.

В. М. Ш.

Махорка

— см. Табак.

Махотин Николай Антонович (дополнение к статье)

— генерал-от-инфантерии, член государственного совета; был главным начальником военно-учебных заведений до 1900 г.: умер в 1903 г.

Махотины

— дворянский род, происходящий от генерал-майора Антона Ефимовича М. (род. в 1785 г.). Его сын ген.-лейт. Николай Антонович (род. в 1830 г.) — главный начальник военно-учебных заведений. Род М. внесен во II ч. род. кн. Нижегородской губ. (Гербовник XV).

Махрам

— сел. на левом берегу Сыр-Дарьи, у входа в Ферганскую долину, на почтовой дороге из Ходжента в Коканд; бывшее кокандское укрепление. Во время Кокандской войны, 22 августа 1875 г., укрепление М. и укрепленная позиция около него, где было сосредоточено до 50 тыс. кокандских войск, были атакованы и взяты ген.-ад. Кауфманом; неприятель понес огромные потери орудиями (39), людьми, снарядами, военными и продовольственными припасами; с нашей стороны было убито 6 чел. и ранено 8.

Махрищский-Троицкий-Стефанов мужской м-рь

— Александровского у., Владимирской губ., при впадении р. Махрищи в Молокшу. Основан ок. 1370 г. преп. Стефаном. ум. 14 июля 1406 г. Погоревшая в конце XV в. обитель была восстановлена в начале XVI в. и при Иоанне IV была довольно богата. В 1615 г. разграбленный м-рь подчинен был Троицкой лавре.

Ср. "Историческое описание Махрищского м-ря" (М., 1852).

Махровость цветов

— В некоторых случаях существенные части цветка, тычинки и пестики вполне или отчасти превращаются в листовидные образования, в лепестки или даже в зеленые листочки. Наряду с этим обыкновенно увеличивается и число частей цветка. Цветки, претерпевшие подобное изменение, именуются махровыми. В махровых цветках чаще всего подвергаются превращению тычинки. Превращение редко бывает совершенно полным. По большей части вполне утрачивают свой тычиночный характер лишь наружные тычинки, превращаясь в типичные лепестки. Тычинки, лежащие ближе всего к центру цветка, обыкновенно остаются нормальными, а между первыми и вторыми мы находим целый ряд переходов. У розы, у махрового мака и у ряда других цветков очень легко и очень поучительно наблюдать такие переходы. Мы видим здесь лепестки, только одна половина которых развита нормально, на другой же, обладающей неправильной формой, желтое пятно обозначает недоразвитый пыльник; далее встретятся нам на лепестках вполне развитые пыльники; еще далее, в сузившемся сильно лепестке нетрудно будет угадать уже тычиночную нить, и наконец, только слабая розовая окраска да несколько б ó льшая чем нормально ширина тычиночной нити будут являться доказательством существующего в данном цветке стремления к превращению тычинок в лепестки. Пестики значительно реже чем тычинки захватываются процессом превращения; при этом они в большинстве случаев превращаются не в лепестки, а в зеленые листочки, по краю которых могут еще сидеть более или менее недоразвитые семяпочки. Можно различать несколько типов М. цветов. Прежде всего заслуживает упоминания махровость, которую можно было бы назвать махровостью нормальной. Пример такой нормальной махровости представляют цветы водяной лилии (виды Nymphaea). Здесь в каждом нормальном цветке мы видим все переходы между тычинками и лепестками. Этот пример, равно как и ряд других соображений, заставляют предположить, что в истории развития растительного царства лепестки являются более поздним образованием, чем тычинки, и развились из этих последних. Процесс образования лепестков из тычинок может, конечно, продолжаться и в настоящее время. У шиповника, у лютиков наблюдается в естественной обстановке стремление к умножению числа лепестков. В искусственной обстановке, в культуре склонность тычинок к превращению в лепестки сказывается несравненно резче, и махровые цветы наших цветников являются примером махровости второго типа, махровости культурных pacmeнuй. Эта махровость стоит в связи с чрезмерным питанием растения, результатом которого является усиленный рост вегетативных частей на счет органов воспроизведения. По всей вероятности, дело сводится здесь к накоплению в теле растения каких-либо веществ, задерживающих развитие половых продуктов. На такое предположение наводит изучение третьей группы махровых цветов, обязанных своим происхождением либо укусу насекомых, либо паразитизму грибов. В случае этой патологической махровости почти несомненно, что дело сводится к отравлению организма.

В. Ари.

Махта

— в прежней Грузии так назыв. денежная подать, которой обложены были граждане и царские крестьяне, жившие в городах и селениях, в размере 1 руб. 43 3/4 коп. с души. Жители мусульманских провинций, сверх денежной, вносили и хлебную М. Ныне М. называют подымную подать.

Махтеси

(армян., буквально: видел смерть, в смысле Гроб Господень) — у армян почетное звание тех пилигримов, которые посетили Иерусалим для поклонения Гробу Спасителя. У таких лиц на руках, в доказательство посещения Иерусалима, имеются татуированные знаки, изображающие разные сцены из земной жизни Спасителя.

Махтет-Улу

— казанский царь; см. Улу-Махмет.

Мацамети

или Моцамети — древний, весьма почитаемый монастырь Кутаисской губернии и уезда, в 6 верстах от Кутаиса и в 3 верстах от Гелата (см.), с единственными в Закавказье мощами князей Давида и Константина, брошенных в Рион, за несогласие отречься от христианства, во время нашествия арабов на Имеретию. М-рь, построенный в VIII в. царем Багратом III, живописно расположен на обрывистом краю глубокого ущелья, в котором протекает р. Цхал-цители.

Мацан Яков-Рафаил

(1793-1849) — чешский писатель, священник. Из трудов его изданы: "Prijemn é ve č ery neboli pĕkné pravdivé p ř ibè hy" (Прага, 1823), "Jež iš Kristus v 14 nedĕlnich kázánich za p ř iklad vystavený " (Прага, 1827), "Manuale ministri Dei infirmos ас moribundos visitantis" (Прага, 1838); "Rukov ĕt chrámových pobo žnosti" (Прага, 1840 и много раз позже), "Utrpeni v tèleného syna Bo ž iho Je ž iše Krista a nejbl. rodi čky jeho Marie Panny" (Прага, 1848), "Vybor př iklad ů na veškeré u č eni katolického nábo ženstvi" (Прага, 1850).

Мацариус Иосиф

— богослов, родился во второй половине XVI в., ум. 1635 г. в Чехии, получил образование у иезуитов, выступил талантливым и энергичным проповедником против лютеранства. Из трудов М. изданы: "Directorium juris canonici" (Прага, 1611), "Oratio contra moderni aevi haereticos" (Прага, 1616), "Pravdiv é zdáni proti Havlu Zalanskému etc. " и проповеди, сказанные в главном пражском храме.

Мацеевский Вацлав-Александр

(Маciejowski, 1793-1883) — знаменитый польский историк, до 1830 г. проф. римского права в Варшаве; издал в это время "Principia juris romani" (Варш. 1820; 2 изд., 1825) и ряд очерков по истории рим. права: "Opusculorum Sylloge prima" (1823). В промежутке между восстаниями 1830 и 1863 гг. М. был глашатаем ненавистной тогдашнему польскому обществу идеи общеславянского единения, хотя бы это единение началось на первых порах не с политики, а только с литературы и науки. Сходясь, таким образом, с Колларом, Шафариком, Ганкой, Бодянским, Погодиным и первым поколением русских славянофилов, М. в Польше стоял совершенно одиноко. В своей "Historia prawodawst glowia n skich" (Варш. 1832-35; 2 перер. изд., 1856-65; русск. перев. I т. в "Чтениях Моск. Общ. Ист. и Древн." 1858 г. кн. I и 1860 г. кн. III) М. поставил себе задачей выяснить юридическое единство славянского мира; на национальные особенности отдельных законодательств он обращал меньше внимания. Обширный труд этот, поныне остающийся единственным всеобъемлющим трудом по данному предмету, не создал школы, не отличается и хорошим методом исследования, цитаты нуждаются в проверке; но в нем рельефно сказались главные качества автора — громаднейшая начитанность, способность создавать самые неожиданные гипотезы и возбуждать вопросы, вызывая к спору и содействуя, тем самым, успехам науки. В соч. В. Дуткевича: "Spostrzež enia nad histori ą prawodawst slowia ńskich" (Варш. 1870) подробно указаны многочисленные ошибки М. в истории польск. права. Сам М. сознавал необходимость переработки многих вопросов, им затронутых. Он совершил несколько поездок за границу и вновь собранные им памятники издал, с объяснениями, под заглавием: " Pami ńtniki о dziejach, piś miennictwe i prawodawstwie S łowian" (Варш., 1839; русск. перев. 1-го т. Евецкого: "История первобытной христианской церкви у славян", Варш., 1840; 2 т. — Дубровского: "Очерк истории письменности и просвещения славян. народов до XIV в.", в "Чтениях Моск. Общ. Истор. и Древн." 1846, кн. II). В 1-м т. этой книги [О цензурных" послаблениях, которые, в глубокой тайне, были сделаны русск. правительством, дабы облегчить выход в свет этого соч. М., см. документ, сообщ. В. Науменко в "Киевск. Стаине" 1896 г. № 2] М. доказывал, что в древней Польше существовало славянское богослужение, которое лишь впоследствии, в силу политических обстоятельств, вытеснено было латинством. Во введении ко II-му тому своего сборника, посвященному истории письменности и просвещения, М. утверждает, что из всех народов древности одни только греки были истинными проводниками просвещения, а в будущем эта роль должна быть уделом славян. Следующим крупным трудом М. является: "Polska až do pierwszej po ł owy XVII wieky pod wzgl ę dem obyczajó w" (Варшава, 1842), где он задался мыслью представить картину внутренней жизни польск. народа по его литературным памятникам и описал польский быт словами авторов XVI и XVII вв., вследствие чего книга эта никогда не потеряет своего значения. Издав затем "Pierwotne dzieje Polski i Litwy" (Варш., 1846), "Kronika polska pierwszych dziesię ciu wiekó w po Chrystusie" (Варш., 1848) и "Roczmki i kroniki polskie и litewskie" (1860), M. в 1852 г. выпустил замечательный, громадный труд: "Pismiennictwo polskie od czasò w najdawniejszych az do 1830 roku" (Варшава; доведен до 1650 г.) — наиболее важный вклад его в науку, но наименее оцененный современниками. Здесь М. впервые описал произведения польской письменности на основании личного изучения ее памятников (для чего обозревал библиотеки публичные и частные в землях бывшего польск. королевства и за границей), не только собрал, но и критически оценил весь литературный материал и поставил историю польск. литературы в связь с историей польск. культуры (в последнем отношении М. имел предшественника в лице Майоркевича). Рассматривая литературу как нечто цельное, органически связанное, М. отказывается делить ее на периоды или эпохи и только усматривает в ней повороты, направления (zwroty). К первому повороту относит он народную литературу, ко второму — время от начала письменности до появления выдающихся писателей XVI в.; третий поворот составляет синтез предыдущих — развитие народно-национальной литературы. После выхода "Истории письменности" М. прожил еще 30 лет, неустанно работая, но в его позднейших трудах нет ничего замечательного, и многое свидетельствует об упадке его умственных сил. Перечень сочинений М. после 1852 г. см. в ст. Пташицкого; в "Ж. M. H. Пр." (1883, № 3). На русский яз. переведены еще следующие соч. М.: "Древнепольская сельская община" (Варш. 1877), "Об обычном праве карпатских горцев, малороссов и великороссов" (из III т. "Истории слав. законодательств", "Юридический Вестник" 1878, № 7) и "Евреи в Польше, Руси и Литве" (Варш., 1881).

Мацеевский Игнатий

(Maciejowski, псевд. Север) — современный польский романист и драматург. Всеобщее внимание обратили на себя его "Szkice z Anglii" — живые и умные очерки английского быта (печат. в 1875 г. в "Tygodniu Iwowskim"). He совсем удачны его комедии и драмы, а также и первые повести; но с 80-х гг. он дал целый ряд талантливых очерков из народного быта ("Przyblędy", "Franek Walczak", "О swię t ą ziem ę", "Wiejska zalotuica", "Wiosna"). В последующих произведениях М. то разрабатывал психологические темы (напр. в "Dielnej kobiecie"), то воспроизводил сложные течения современной общественной жизни (напр. в "Walce о byt", "Zyzmie", "W slowach i czynach"). Всего ярче талант М. выразился в повести "Nafta" (1894 г.). М. с 1863 г живет за границей.

К. X.

Мацеевский Игнатий (дополнение к статье)

(псевд. Север) польский поэт и драматург, ум. в 1901 г. См. "Krytyka" (1902, VII, 62); "Sł owo polskie" (1902, № 195); "W ędrowiec" (1902, V); "Славянский Век" (№ 27).

Мацер Эмилий

(Aemilius Macer) — веронский поэт, друг Виргилия (ум. в 17 г. до Р. Х.). Он был представителем александрийского дидактического эпоса и подражателем известного греческого поэта александрийской школы, Ликандра Колофонского, жившего во II в. и написавшего дидактическую поэму Άκεξιφάρμακα (противоядия). М. писал о птицах, растениях, ядах и т. п., перелагая в стихи научные познания своего времени; его сочинениями пользовался Плиний. Труды его до нас не дошли; известны лишь из заглавия — Ornithologia и Theriaca. Дошедшее до нас стихотворение, озаглавленное Macer Floridus de viribus herbarum, по новейшим исследованиям относится к времени Каролингов. М. принадлежал к школе ученых поэтов, заботившихся лишь о чистоте слога и точности научных данных, в ущерб художественности.

Н. О.

Мацерационные остатки

— см. Свеклосахарное производство.

Мацерация

— в гистологии размачивание тканей в различных жидкостях для того, чтобы ослабить связь между клеточками и получить возможность изучать их отдельными, изолированными (см. Микроскопическая техника). М. наз. и вообще размачивание для размягчения тканей (напр. при приготовлении скелетов кости с остатками мягких частей мацерируются, чтобы их было легче очистить).

Мацесвицы

(Maciejowice) — посад Гарволинского у., Седлецкой губ., на р. Окржейке, прит. Вислы. Двор. 329, жит. 2965. Около него, 28 сентября (9 окт.) 1794 г., произошло сражение, в котором погибли лучшие боевые силы поляков, под начальством Костюшки (см. соотв. статью). Поляки, в числе около 10 тыс. чел., занимали позицию, прикрытую с фронта окопами, а справа лесом; левый фланг ее был обнажен. Командовавший русским корпусом ген. Ферзен заметив слабую сторону позиции, отрядил вечером 27 сент. отряд ген. Денисова через леса и болота, в обход поляков, с приказанием ударить им во фланг и тыл. Сам Ферзен, с главными силами, на рассвете 28 числа атаковал неприятельскую позицию с фронта и, после двух отбитых атак, овладел окопами. Вытесненный оттуда противник, отойдя на 1/2 версты, снова устроился, но в это самое время ген. Денисов, выйдя из леса, стремительно атаковал левый фланг поляков. Встречная атака, предпринятая самим Костюшкой во главе конницы, была неудачна: сам Костюшко был тяжело ранен и захвачен в плен. Остальные польские войска начали отступать в порядке, но, стремительно преследуемые русскими, скоро пришли в совершенное расстройство; только около 2 тыс. человек успело уйти в Варшаву. Кроме Костюшки взяты были в плен три генерала и около 200 офицеров; вся артиллерия и обоз поляков достались в руки победителям. С русской стороны выбыло из строя более 2 тыс. человек.

Мациас

вернее Масиас (Macias, по прозванию el Enamorado, "влюбленный") — галицийский трубадур, живший в первой половине XV века. Будучи щитоносцем при дворе одного испанского гранда, он влюбился в одну из придворных дам и воспевал ее в стихах; разгневанный муж пожаловался его сюзерену, который приказал заключить певца в темницу, но так как М. и здесь продолжал петь свою любовь, то был убит. Многие современные и позднейшие поэты воспели несчастную судьбу М. в стихотворениях, драмах и романах; его имя — и теперь синоним "верного любовника". Уланд посвятил ему балладу. Из его стихотворений, написанных на галицийском наречии, до нас дошли лишь немногие, напечат. в "Саncionero de Baena" (Мадр., 1851, Лпц., 1860) и других сборниках песен. Одно из них переведено на нем. яз. Беллерманом, в его "Die alten Liederb ü cher der Portugiesen" (Б., 1840).

Мацкевич Давид Иванович

(1819-1859) — цензор СПб. цензурного комитета и писатель, напеч.: "О жизни и государственных заслугах Балашова" (СПб., 1847), "Путевые записки. Святогорский монастырь и село Михайловское" (СПб., 1848), "Заметки о женщинах" (Киев, 1853), "Путевые заметки" (ib., 1856) и др., а также ряд статей по истории в "Жур. Мин. Нар. Пр.".

Ср. о нем воспоминания Нового поэта (И. Панаева) в "Современнике" 1859 г. № 12.

Мацон Юлий Иванович

(1817-1885) — патолог. Окончил курс в Дерптском унив. в 1843 г. По защите докторской диссертации "De primo gradu degenerationis renum eu morbo Brightii" (Киев, 1850) назначен в 1852 г. адъюнктом по кафедре частной терапии в Унив. св. Владимира; с 1854 г. проф. по патологии и патологич. анатомии. С 1875 г. состоял директором Александровской городской больницы в Киеве. М. напеч: "Eigenth ümliche pathologische Entwickelung der Pflasterepithelin der Harnkanäle" (Job. Mü lier's "Archiv", 1851), "Теория постукивания груди, обработанная на основании собственных опытов и исследований" ("Военно-медиц. Журн.", 1852; то же на нем. яз. в ("Prager Vierteljahrschr.", 1852), "Untersuchungen über die Gewebselemente der glatten Muskeln und ü ber die Existenz dieser Muskeln in der menschlicher Milz" (Joh. Muller's "Archiv", 1854), "O паренхиматозном воспалении печени, циррозе и атрофической мушкатной печени" ("Унив. Изв.", 1869), "Отчеты о холерных эпидемиях 1871 и 1872 гг. в г. Киеве" и др.

Маццини

— см. Мадзини.

Маццоки Доменико

(Domenico Mazzocchi) — итальянский композитор XVI ст., автор "Musiche morali" (1625), "Motetti" (1628) "Madrigali и пр. Ему приписывают введение в музыкальном письме знаков усиления и уменьшения звука Маццоки Доменико. Его брат, Виргилий M. (умер в 1646 г.), основал в Риме школу пения и композиции; писал мессы, псалмы и проч., из которых мало издано.

Н. С.

Маццони Джиакомо

(Giacomo Mazzoni, 1548-1603) — итальянский платоник, автор соч.: "De triplici hominum vita, activa nempe, contemplativa et religiosa methodi tres" (1576) и "In universam Platonis et Aristotelis philosophiam praeludia sive de comparatione, Platoni et Aristotelis" (1597).

Маццукато Альберто

(Alberto Mazzucato) — итал. композитор (1813-77). Нап. оперы "Fidanzata di Lammermoor", "Don Ctisciotto", "Esmeralda", "Corsari"; редактировал "Gazzetta musicale". Один из биографов M., Капуто, считает его основателем музыкальной критики в Италии. После смерти М. остался ненапечатанным "Trait é d'estétique musicale".

Маццуола

или Маццуоли (Mazzuola, Mazzioli) — семейство итал. (пармск.) живописцев. 1) Филиппо М. (ум. около 1505), прозванный dell' Erbette (зн. трава), потому что любил изображать на своих картинах травы. Писал отчасти портреты, главным же образом религиозные картины, которые характеризуются тонкими, неграциозными фигурами, бесстильностью драпировок и резкостью светотени. К лучшим его произведениям принадлежат: "Тело почившего Спасителя на коленях монахини", в неаполитанском музее, "Мадонна с двумя святыми", там же, и "Крещение Господне", в баптистерии пармского собора. 2) Франческо М. (1504-40), сын предыдущего, прозванный Пармиджанино (маленький пармезанец), образовался под влиянием Корреджо, в Парме, и Микеланджело и Рафаэля, в Риме. Очень близко подходя к Корреджо в своих исторических картинах, он является более самостоятельным в портретах, замечательных своей реалистичностью и мастерских по технике. Прекрасные работы его в этом роде можно видеть в галерее Уффици, во Флоренции, а также в галереях Венской, Дармштадтской, Кассельской и Копенгагенской. Что касается до его произведений религиозного содержания, каковы, напр., фрески в церквах делла-Стукката и С. Джованни, в Парме, "Мадонна с длинной шеей", во флорентийском дворце Питти, "Св. Семейство", в галерее Уффици, "Положение во гроб", в Имп. Эрмитаже, и др., то они грешат вытянутостью фигур, жеманством композиции, аффектированностью выражения и холодностью колорита; тем не менее, в них есть своего рода кокетливая прелесть. Более удовлетворяют вкусу нашего времени мифологические картины М., каковы, напр., "Амур, изготовляющий для себя лук" (в Венском музее), "Ганимед" (в Дрезденской галерее), "Венера и Купидон" (у лорда Скаределя, в Англии) и некоторые другие. М. первый из итальянцев стал гравировать крепкой водкой и много способствовал распространению этого способа гравирования в Италии. Кроме того, им исполнено множество рисунков для граверов и мастеров художественно-промышленных изделий. 3) Джироламо М., двоюродный брат и ученик Франческо М., известен преимущественно своей декоративной живописью на своде главного нефа в пармском соборе. Картины его имеются в нескольких пармских церквах, а также в Берлинской, Дрезденской и некоторых других галереях. О Франческо М. см. Р. J. Affo, "Francesco Mazzuola, detto il Parmigianino" (Парма, 1784).

А. Н-в.

Мацьков

— посад Сувалкского у. и губ.; 3310 жит.3 двор. 414; винокуренный завод и сыроварня.

Мача (пос.)

— поселок Якутской обл., Олекминского округа, на правом берегу р. Лены, насупротив селения Нохтуйского. Здесь находятся "резиденции", т. е. конторы, пакгаузы и склады золотопромышленников олекминской системы. М. — довольно важная пристань и складочное место разного рода товаров и припасов, перевозимых отсюда зимой на прииски, в бассейнах Жуи, Больш. и Мал. Патомы. Сплав сюда товаров и припасов достигает ежегодно 150-200 тыс. пд.

Н. Л.

Мача (с.)

— с. Пензенской губ., Чембарского у. Жит. 3611, дворов 448. 2 школы; фабрика.

Мачай Александр

(родом из Павляны) — словенский проповедник (ум. 1722 г.). Проповеди его, написанные хорошим простонародным словенским языком, изданы под заглавием "Chleby prvotin, aneb k ázani na nedĕle celého loku" (Тернава, 1718).

Мачва

(сербск. М ã чва) — область в Сербии, между горой Церой и pp. Савой и Дриной. В XIII в. была известна под именем Маховского баната (banatus Machoviensis); в 1247-62 гг. этой землей владел зять короля Белы IV, русский князь Ростислав Михайлович. М. — равнина, только местами заросшая лесом. В ней хорошо разводятся свиньи, крупный рогатый скот и лошади; прекрасно родится пшеница. До 1804 г. М. была самой богатой из областей Сербии, затем до 1816 г. находилась в запустении и упадке, теперь оправилась.

Мачедонский Александр

(Macedonski) — румынский писатель. Род. в 1854 г. Красиво и бойко написанные его статьи и стихотворения посредственны по содержанию и мало самостоятельны со стороны идейной: "Prima verba" (1872); "Ithalo", поэма (1878); "Poesii" (1882); "Excelsior" (1894); "Falimentul clerulu ĭ ortodox româ n" (1898). На франц.. языке M. издал сборник стихотворений: "Bronzes". Большим успехом пользуются пьесы M.: "Legenda unchiasulu ĭ", "Jades", "S ă r ă cie", "Treĭ Decembre" и др.

Мачерата

(Macerata) — пров. Италии, вдоль берега Адриатического моря. 2737 кв. км, 243 тыс. жит. На З гориста (отроги Апеннин), понижается на В к морскому берегу; pp. Музоне, Потенца и Киенти. Восточная часть плодородна и обработана (хлеб, вино, оливки), западная — лесиста. Шелководство, овцеводство, бумажные фбр. и красильни.

Мачехи

— мст. Полтавской губ. и у., в 12 в. от г.; дворов 570, жит. 3,870. 4 првсл. црк., евр. молитв. дом, 2 училища, земская больница и богадельня, 14 лавок, 4 ярмарки в году. Распространено садоводство (преимущественно сливы); производство колес и телег.

Мачин

— городок в Добрудже (см. соотв. статью), на правом берегу Мачинского рукава Дуная. В сент. 1771 г. М. был взят штурмом войсками ген. Милорадовича; в марте 1791 г. им овладел ген.-л. кн. Голицын; в августе 1809 г. М., уже обращенный в крепость, сдался отряду ген.-м. Маркова, после непродолжительного бомбардирования; в 1828 г., вслед за переправой наших войск, крепость была обложена отрядом полковника Роговского и скоро сдалась; в 1853 году, 13 марта, М., покинутый гарнизоном, был занят войсками ген. Лидерса, а в 1877 г. — отрядом корпуса ген. Циммермана.

Мачтет Григорий Александрович

— беллетрист: ум. в 1901 г.

Мачтет Григорий Александрович

— беллетрист, род. в 1852 г.; по отцу, члену уездного суда в Луцке, потомок англичанина Манспэда, поступившего на шведскую службу и взятого в плен под Полтавой, по матери — близкий к польскому шляхетству. Учился в Немировской и Каменец-подольской гимназиях, но был исключен за "увлечение идеями Чернышевского". В 1870 г. ему разрешено держать экзамен на уездного учителя. Прослужив до 1872 г. учителем в Могилеве и Каменец-Подольске, М. уехал в Америку, где пробыл 2 года, зарабатывая средства к жизни поденной работой, главным образом на фермах Запада. Поселившись в 1875 г. в СПб., он выступил на литературное поприще с очерками американской жизни в "Неделе" и путевыми наблюдениями над Германией в "Отеч. Зап.". Очерки эти впоследствии составили книжку "По Белу Свету" (М., 1889). В 1876 г. М. был арестован и сослан в Архангельскую губ., затем в Сибирь; в 1884 г. вернулся в Россию. Во время ссылки печатал очерки и повести в "Отеч. Зап.", "Неделе" и "Наблюдателе", позже — в "Русских Вед.", "Русской Мысли", "Сев Вестн.", "Дет. Чтении". Отдельно вышли сборники: "Повести и рассказы" (2 изд., М., 1887-89), "Силуэты" (2 изд., М., 1888-1895), "Живые картины" (М., 1895), "Новые рассказы" (М., 1891), "На Досуге" (1896), а также повести: "Жид" (М., 1888 и Одесса 1887), "Белая Панна" (М., 1889), "Хроника одного дня " (1892). M. — горячий приверженец народолюбивых идей 60-х и 70-х годов; вся его литературная деятельность есть проповедь этих идей в беллетристической форме. Он того мнения, что "беллетрист должен давать не портреты, которых у нас уж целая галерея, а будить настроение"; поэтому его рассказы больше напоминают сказки, притчи и аллегории. Он пишет с крайним пафосом и ставит положения совершенно схематично: злодей — так злодей, с головы до ног, хороший человек — так ангел. В читателях молодых и не смотрящих на беллетристику исключительно с художественной точки зрения именно эта прямолинейность М. возбуждает сочувствие. Лучшие рассказы его пользуются значительною популярностью. Очень нравится М. и иностранцам, которые не замечают отступлений его от русской действительности и ценят только восторженный призыв автора к добру и свету. Рассказы его переведены на яз. польский, французский, английский, болгарский, новогреческий, грузинский, чешский, немецкий и датский. Лучше всего удались М. рассказы из сибирской жизни: мелодраматичности в них гораздо менее, чем в рассказах его из украинской жизни ("Один в поле" и др.), и есть между ними некоторые, разрабатывающие положения очень интересные и тонкие. Таковы, напр., рассказы "Две правды" и "Мирское дело", оригинально и ярко иллюстрирующие неразрешимую коллизию, в которую иной раз приходят между собой правда теоретическая и правда жизни.

С. В.

Мачульский Франциск

— пол. иезуит. Род. в 1752 г., в 1790-х гг. был могилевским епископом. Напечатал: "Wiadomość geograficzna statystyczna о stanie terazmeyszym Państwa rossyiskiege" (Краков, 1789; 2 изд., 1792).

Мачхаани-Верхний

— сел. Сигнахского у., Тифлисской губ. 3866 жит. (грузины).

Машади

вернее Машхадии — название мусульман-шиитов, ездивших на поклонение гробу имама Ирзы в персид. городе Мешхеде. Оно всегда ставится впереди собственного имени, напр. машади-Исмаил.

Машанов Михаил Александрович

— профессор Казанской духовной акад. по кафедре противомусульманских предметов. Его сочинения: "Личность Мухаммеда в физическом, умственном и нравственном отношениях" (1877), "Европейские христиане на мусульманском Востоке" (Казань, 1889), "Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда, как введение в изучение Ислама" (Казань, 1885), "Очерк деятельности братства св. Гурия за 1867-92 гг." (Казань, 1892) и др.

Машанов Михаил Александрович (дополнение к статье)

(р. в 1852 г.) — писатель. Его новейший труд: "В защиту крещеных инородцев" (1904).

Машев

— с. Новг.-Северского у., Черниговской губ., на р. Ирванце, прит. Снова. Жит. 3156; домов 520. Шерстяная фабрика, школа, лавка.

Машек Фридрих

(Maschek, род. в 1849 г.) — немецкий писатель, родом из Чехии, занимался собиранием и переработкой местных немецких сказаний. Главные труды его: "Doktor Kittel, eine nordb ö hmische Faustsage" (1882), "Goethes Reisen" (1887), повести: "Ein extremer Wagnerianer", "Ein neuer M äcenas", "Geschichten aus dem Iserge birge" и др.

Машикули

или навесные бойницы (стрельницы) — устраивались обыкновенно в стенах и башнях каменных и деревянных (в России). М. назыв. горизонтальные щели, образуемые парапетом, отодвинутым на кронштейнах внаружу от поверхности стены.

Машина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Машинисты

— нижние чины судовых команд во флоте, состоящие при паровых машинах. Они относятся к категории строевых нижних чинов и разделяются на М. 2-й статьи и 1-й. Вместе с кочегарами М. во время плавания образуют особую машинную команду. Для приготовления опытных М. в Кронштадте учреждена Школа машинных квартирмейстеров (унтер-офицеров), из двух классов, с годичным курсом в каждом.

К.-К.

Машиностроение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Машиностроение (статистич.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Машины (в экономическом отношении)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Машо Жан-Батист

(Jean-Baptiste Machault d'Arnouville) — франц. администратор (1701-94). Начал службу парламентским советником, позднее был интендантом. По рекомендации д'Аржансона, М., в 1745 году был назначен генеральным контролером. Он застал финансы в крайнем расстройстве; ему приходилось считаться с расходами войны за австрийское наследство и приспособляться к огромным тратам двора, сопровождавшим появление г-жи Помпадур. Только с заключением мира (1748) открылась возможность финансовых облегчений и мер к поднятию земледелия и промышленности. М. провел свободу хлебной торговли внутри государства и, ссылаясь на пример английского законодательства, предлагал разрешить свободный вывоз хлеба; с земледельческого населения были сняты некоторые налоги; был допущен ввоз сырья (шерсти, хлопка), обрабатываемого на французских фабриках. Установлена особая касса погашения, для пополнения которого введен (1749 г.) новый налог на все доходы, в размере 5% (vingti è me), без привилегий и изъятий для дворянства и духовенства. Примыкая к идеям Вобана и Буагильбера, М. имел в виду постепенно заменить различные сборы и повинности однообразным обложением. Реформы М. вызвали сильное недовольство. Парламент зарегистровал эдикт о новом налоге лишь после возражений; в Лангедоке М. вынужден был распустить провинц. чины; в Бретани чуть не началось восстание; пришлось поручить интендантам распределить налоги помимо депутатов. Всего сильнее было противодействие духовенства. Уже раньше (1747 и 1749) М. сильно затронул клир запрещением основывать благотворительные, учебные и др. учреждения и увеличивать недвижимость церкви (main-morte) без особого разрешения короля. Теперь, с введением налога на доход, от духовенства потребовали (1750) объявления, в течение полугода, ценности всего церковного имущества. Духовенство увидело в этом оскорбительное предположение, будто оно утаивает свои доходы, и стало действовать на короля. Несмотря на то, что общественное мнение было на стороне М., он должен был уступить. Духовенство отделалось "добровольным приношением" в размере большем, чем обыкновенно, и в дек. 1751 г. было освобождено от налога на доход. Затем, под давлением духовенства, король в 1754 г. отставил М., и до тех пор державшегося только уступками г-же Помпадур, от должности генерального контролера. С уходом М. его реформы рушились; vingti è me, с восстановлением всех прежних изъятий, стало новым отягощением для непривилегированных классов. М. получил управление морским министерством, в течение которого отнята была у англичан Минорка, но уже в 1757 г. он должен был вовсе оставить службу. В эпоху террора он, по недоразумению, подвергся обвинению и умер в тюрьме. Девятилетнее управление М. (1745-54 гг.) представляет выдающуюся попытку порвать со старой сословной и финансовой политикой французского правительства. М. обнаружил, в то же время, энергию и просвещенный взгляд и в других областях управления; так, напр., он допускал известную терпимость в отношении протестантов. Только в колониальной политике, в Ост-Индии, М. не сумел поддержать предприимчивого Дюплэ. Преследуя широкие административные цели и добиваясь общественного равенства, М. был, однако, ревностным сторонником абсолютизма и всемогущества государства.

См. Marion, "Machault d'Arnouville" (П., 1891).

Р. В.

Машона (народ)

(Maschona) — народ в южной Африке, в юго-вост. части нынешней английской страны Hьяcca; ветвь кафров, остаток коренного населения, разгромленного племенем матабеле и оттесненного с плодородных равнин на горные высоты. Живя отдельными маленькими общинами и отличаясь миролюбием, М. не могут оказать большого сопротивления набегам врагов, убивающих мужчин и обращающих в рабство женщин и детей. М. до 20000; они занимаются кузнечным ремеслом и плетением корзин, ткут бумажные ткани.

Машона (часть Ньясса)

(Maschona) — юго-вост. часть британской южно-африканской страны Hьяcca, под управлением Английской южно-африканской компании; на В граничит с Маникой и Мозамбиком; на Ю очень гористая страна (горы Изиоруние, Ветса, Барре), дающая начало рекам Умаяти и Умфули, Ганьяна и Мазоэ, текущим на СЗ и впадающим в Замбези; населена кафрским племенем машона (см.). М., вследствие своего богатства, уже много веков тому назад была захватываема финикийцами и арабами, о чем свидетельствуют развалины Зимбабие, Матинделы и др. В XV и XVI вв. М. принадлежала государству Мопомотапа; позднее явились сюда португальцы. Мозиликатзе, один из вождей могущественного повелителя зулусов Чаки, подчинил себе (1836) Макалаку и М. и основал обширное государство Матабеле. Его преемник Лобенгула уступил в 1889 г. М. Английской южно-африканской компании. М. была быстро заселена искателями золота; в конце 1893 г. открыта жел. дор. от Порт-Бейры, при впадении Пунгве в Индийский океан, к М.

Ср. Bent, "The ruined cities of Mashonaland, report of excavation in 1891" (2 изд., Л., 1893); Brucei, "Memories of M." (Л., 1895).

Маштаги

— сел. Бакинского у. и губ.; 6179 жит. (таты). Крупнейший в России центр производства шафрана, под культурой которого здесь занято около 115 дес.

Маштак-Гуйдук

— маленькое горько-соленое озеро Астраханской губ. и у., лежащее на правой нагорной стороне Волги; не разрабатывается.

Машукулумбы

(Maschukulumbe) — племя, в южной Африке, между 13 и 16° южн. шир., в государстве Баротзе и Мамбунда, но совершенно независимое от него; занимает довольно влажное плато (больше 1000 м над ур. моря), прорезываемое горными цепями, орошаемое Луенгой и покрытое пальмовыми лесами. Мужчины М. очень хорошо сложены, с орлиным носом; женщины бреют голову, ходят почти нагие. Вследствие господства многоженства и недостатка в женщинах, последние часто покупаются у соседних народов. Средства к жизни доставляет скотоводство.

Ср. Holub, "Von der Kapstadt ins Land der Maschukulumbe" (Вена, 1890).

Машуха

— гора в Пятигорском окр. Терской обл., под 44°3 с. ш. и 60°45' в. д. имеет высоту в 3258 фт. Состоит она из известняков — обыкновенного, плотного серого мраморовидного, известного на Кавказе под именем пятигорского мрамора, раковистого, а также известкового туфа, арагонита и т. д. Большая часть склонов горы покрыта лесом, вершина — травой. На южн. склоне М. на высоте 1700 фт. расположен г. Пятигорск. На этом же склоне ее находятся целебные воды, имеющие температуру от 31° до 51°С и содержащие сероводород, углекислый газ, а также соли калия, натрия, кальция, магния и т. д. Здесь же находится так называемый большой провал — пропасть с почти отвесными стенами, высотой более 15 саж. На дне ее находится бассейн около 100 фт. длиной и 43 фт. глубиной, наполненный горячей водой, содержащей сероводород. К этому бассейну пробит через толщу горы тоннель, длиной в 20 саж.

Н. Д.

Мащевский Фаддей

(1781-1843) — иезуит, родом из Белорусии; был миссионером в Сибири. Его "Wyją tek z listu opisuj ą cego podróz z Irkutcka do Nerczy ńska" напечатан в "Miesię cznik po łocki" (Полоцк, 1818).

Маюба

(Majuba, Amajuba) — крутая гора (1950), на С земли Наталь; памятна поражением британских войск бурами, 27 февраля 1881 г.

Маюма (гавань)

(Μαϊουμας, семитич. = вода моря) — гавань Газы (см.), отстоявшая от города на 20 стадий. Сначала составляла часть города, но Константин отделил принявшую христианство М. от упорной в язычестве Газы и дал ей имя Констанции и особенного епископа. Гражданскую самостоятельность М. уничтожил Юлиан Отступник.

Маюма (праздник)

(Μαϊουμας) — сирийский праздник, сопровождавшийся оргиями. В Антиохии держался даже после введения христианства и запретительного эдикта 399 г. По Феофану, Лев IV справлял М. в Константинополе еще в 770 г.

Маюнке Карл

(Majunke, род. 1842) — воинствующей нем. клерикальный публицист, католический священник; в 1871-78 г. редактировал клерикальную "Germania", в 70-х и 80-х гг был членом парламента. Отд. издал: "Louise Lateau, ihr Wunderleben und ihre Bedeutung im deutschen Kirchenkonflikt" (1874), "Geschichte des Kulturkampfes in Preussen-Deutschland" (1887; народное издание 1890) и 4 грязнящих память Лютера сочинения, под заглавием: "Luthers Lebensende" (1890-92). Вместе с двумя друзьями, М. издал анонимно книгу: "Geschichtsl ügen" (1884).

Маюнке Павел (дополнение к статье)

(а не Карл, как ошибочно сказано ранее) — немецкий клерикальный политич. деятель и публицист: ум в 1899 г.

Маюров Алексей Иванович

(1780—1848) — математик, образование получил во Франции в политехнической школе, в 1811 году был причислен подполковником к институту инженеров путей сообщения, в 1829 — 34 гг. состоял по особым поручениям при новороссийском генерал-губернаторе. М. напечатал: "Вышняя геометрия в пространствах" (СПб., 1817); "Nouvelle th éorie sur la résolution des équations numériques des tous les degré s" (СПб., 1833).

Мая

— река Якутской обл. и окр., берет начало с сев.-зап. склона Яблоневого Станового хребта. В начале протекает с СВ на ЮЮЗ., поворачивает к ЮЗ, в широте 58° с. ш. делает крутой поворот к З, описывая дугу, и вновь течет к Ю и отчасти к ЮЗ до левого своего притока, значительной р. Уй, откуда до урочища Нелькан протекает уже к З, делая вновь поворот к ЮЗ, до устья р. Ватом. Далее М. имеет в общем сев.-зап. направление до впадения в нее слева р. Аим, откуда делает изгиб к С и СВ и затем вновь к С до устья главного своего правого притока, значительной р. Юдомы, откуда течет к ССЗ. Ниже урочища Намудырского М. делает два больших изгиба и далее до впадения своего с правой стороны в р. Алдан имеет сев.-зап. направление. Вся длина течения реки более 1000 в. В своих верховьях до впадения в нее р. Уй р. М. протекает по гористой местности, имея быстрое и порожистое течение, такое же быстрое течение имеет река и в средней своей части до впадения в нее р. Юдомы, хотя здесь пороги редки; в нижней части течение реки более медленное. Ширина. река против Нелькано достигает 100 саж., глубина от 3 до 5 фт., в низовьях и в особенности после слияния своего с Юдомой ширина реки становится от 250 до 300 саж., глубина от 1 до 2 саж. В средней и нижней частях течения берега реки низменны. Правый берет сопровождается на некотором расстоянии горами, которые, подходя к самому руслу, падают в него утесистыми и скалистыми обрывами, от 10 до 20 саж. вышиной; в особенности заметны подобные возвышенности на первых 20 в. вверх от устья реки. Лукин Камень достигает 85 саж. над ур. реки. Левый берег преимущественно низменный, луговой. Местами берега реки лесисты; произрастают преимущественно лиственница и сосна. Рыбой река не бедна. Долина реки вообще не населена, по ней бродят тунгусы, и только при устье и в самых низовьях есть небольшие селения. В верховьях М. может быть сплавной, от устья Юдомы она судоходна для судов большого размера, так что судоходство могло бы производиться от устья реки вверх на 600 в. В прежнее время М. служила важным путем сообщения между Якутском и Охотском и в особенности Аяном; ныне эти пути, с упадком и закрытием Аянского порта, почти заброшены. Более значительные притоки М.: справа pp. Аллах-юна, Арискан, Уйрях и Юдома, слева — Мати, Нютьми Лемензан, Уй, Ватом, Маймакан и Лим.

Мая (Половинная)

р . Приморской обл., Удского огруга, левый приток Уди. Берет начало из отрогов Станового хребта, течет в юго-вост. направлении, длина до 300 в.; дно каменистое, течение быстрое. Берега возвышенны и покрыты хвойным лесом.

Маягест

(Mayaguez) — порт испанского антильского о-ва Пуэрто-Рико; 27901 жит., оживленная вывозная торговля, особенно кофе и табаком.

Маяк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маяк (журн., Одесса)

— еженедельный иллюстрированный литературно-юмористический и художественный журнал, выходил в Одессе, в 1881-84 гг., в виде прибавления к "Одесском. Вестнику". Редактор-издатель П. А. Зеленый.

Маяк, с.-петербургский журнал

— ежемесячный журнал, выходил в 1840-45 гг. в СПб. под редакцией сначала С. А. Бурачка и П. А. Корсакова, потом одного Бурачка. М. называл себя органом "современного просвещения в духе русской народности" и поставил себе целью противодействие влиянию западного просвещения или переделку и исправление последнего "в духе русской народности". Народность М. видел лишь во вражде ко всему иноземному. "Европейские идеи противны Евангелию"; "Запад идет с ними к погибели и только когда избавится от них — тогда конец Революциям, Вольнодумству, Реформатству и Папству, этим четырем коленам одного корня — римского язычества; тогда, на пепелище царства языческого, царства мира сего, воссияет Восток — царство Божие, чудо Божие всемогущества и милосердия". Этим публицистическим воззрениям соответствовало и своеобразное понимание русской истории, которое проводили в "Маяке" Н. В. Савельев-Ростиславич и Ф. Л. Морошкин, а также отрицательное отношение ко всей тогдашней русской литературе, в которой М. сочувствовал лишь "Москвитянину". Поэзию Лермонтова и даже Пушкина М. признавал греховной и зловредной; в "Отечественных Записках", где выступал тогда Белинский, господствовал, по отзыву М., "недуг словопрений лжеименного разума". Собственная аргументация М. не шла дальше доводов, какие пускались в ход Магницким и архимандритом Фотием. Самый подбор статей М. поражает странностью: лекции из высшей математики и трактаты по кораблестроению (специальность Бурачка) чередовались со статьями по психологии и богословию, повести и романтические стишки — с проповедями архиереев. С третьего года издания М. заявил, что будет помещать "статьи, писанные нашими православными мужичками, их русским родным умом-разумом и деревенским складом". Такие писатели проявились в лице Антипы Снежкова, "огородника с Выборгской стороны", Афанасия Пуги, "маячного сторожа" и т. п. Их писания должны были представлять подлинную народность, но были только скучным пустословием. В М. начали писать "малосмысленные областяне", как они сами себя называли, полагая в малосмысленности признак "народного ума-разума". Необходимой принадлежностью последнего предполагалось суеверие — и вот, в М., с самого начала его издания, появились статьи о духах, привидениях, всякие фантастические бредни, выдаваемые за сверхъестественные факты. Над М. смеялись, на него не обращали внимания и тогда, когда ему случалось высказать справедливую мысль. Таким проблеском правды было в М. сочувственное отношение к малорусской литературе и ее писателям. Уже с первых книжек в М. появились повести Основьяненка, стихи Артемовского-Гулака (даже на малорусском языке), повесть и поэма "Бесталанный" Шевченко (на русском языке), статьи по малорусской этнографии Срезневского, Костомарова, Сементовского. В конце 1844 г. вышел апологетический "Отчет М. за пять лет", к которому приложен указатель статей, помещенных в этом журнале за 1840-44 гг.

Ср. Апол. Григорьев, "Оппозиция застоя" ("Время", 1861 г., кн. 5, и "Сочинения"); Пыпин, "История русской этнографии" (т. 1, гл. X, СПб., 1890).

Маяки (г.)

— безуездный город Херсонской губ., Одесского у., на левом берегу р. Днепра. В древности здесь был замок с башней (маяком) Неоптолемой, о чем упоминается у греческих и римских географов; затем существовало турецкое селение. Незадолго до присоединения Очаковской области к России в М. поселились раскольники, оживившие местную торговлю, вследствие чего была учреждена таможня. В 1862 г. селение переименовано в безуездный город. Жит. (1890) 4411. Большая лесная пристань, базары, паровая лесопильня, паровая мельница, 5 ветряных, 18 мастерских, с общим оборотом в 42 тыс. р. Городских доходов (1891) 16 3 47 р., расходов 16298 р., из них на городские школы около 1600 p.

А. М.

Маяки (лесов.)

— высокоствольная часть насаждений, воспитываемых при среднем хозяйстве, которое представляет соединение, на одной и той же площади, высокоствольных и низкоствольных деревьев. Низкоствольные деревья при этом образуют так называемый подлесок, срубаемый периодически, через короткие промежутки времени, напр. каждые 15-20 лет. При каждой такой рубке оставляют несрубленными некоторое количество деревьев подлеска, выбирая для этого те, которые произошли не от поросли, а от семени, ввиду того, что семенные деревья отличаются большей долговечностью; такие деревья носят название выборных. Ко времени следующей рубки подлеска возраст этих деревьев удвоится, затем утроится и т. д., соответственно чему они получают название двухоборотных, трехоборотных и т. д. М. Рубка М. производится лишь по достижении ими известного предельного возраста; так как выборные деревья оставляются при каждой рубке подлеска, то в насаждении среднего хозяйства всегда имеются М. разных классов. Для определения количественного соотношения между числом М. различных классов предложены, в теории, различные способы, редко применяемые, однако, на практике. Среднее хозяйство ведется кое-где в Германии и является обычным в общинных лесах Франции. У нас М. иногда называют всякие вообще крупные деревья, встречающиеся среди более молодого насаждения.

Ср. Weise, "Die Taxation des Mittelwaldes" (Берл., 1878).

В. Д.

Маяма-соо

— болото Лифляндской губ. Перновского окр., к С от Перновского залива; составляет почти одну сплошную массу с Лаями-соо, от которой отделено только узкой полосой низменных лугов. Наибольшее протяжение в длину 23 в., ширину 13 в.; в зап. его части лежит оз. Лавассаре, из которого вытекает р. Андерн, впадающая в Перновскую бухту.

Маян, озеро Пермской губернии

— озеро в Пермской губернии, в юго-зап. части Шадринского уезда, площадь 187 кв. вер. (по Швейцеру) или 133 кв. вер. (по Стрельбицкому). Окружность 130 вер. Озеро богато рыбой.

Маян, река в Маньчжурии

— река в Маньчжурии, в Гиринской провинции, левый приток Сунгари, длиной более 150 вер. Долина ее колонизуется с 1879 г. переселенцами из Китая.

Маяр Матий

(Majar Зильский, 1809-1892) — славянский деятель. Был священником в различных приходах Хорутании и горячо проповедовал между словинцами и хорватами идею славянского возрождения. В 1848 г. выступил в качестве поборника иллиризма, причем рекомендовал создать общеславянский литературный язык путем смешения форм словинского, сербско-хорватского и болгарского языков. Постоянно подвергался преследованиям со стороны австрийского правительства. Его сочин.: "Словница Словенска, Русская Словница, Церквенне песни и песни с напевы" (1846), "Правила како изображевати Илирско наречие" (1848), "Свята брата Кирилл и Мефодiи" (1864), "Взамена Словенца, или грамматика" (1865, следов. до появления "Сравнительной грамматики славянских языков" Миклошича).

Ср. Будилович, "Общеславянский язык" (II, 323-325); Кулаковский, "Иллиризм".

Маятник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маятник гидрометрический

— представляет собой тяжелый шарик, диаметром от 5 до 7,5 см, привешенный с помощью нити к вершине шеста, забиваемого вертикально в дно потока, скорость течения которого хотят измерить. Угол отклонения М. силой течения измеряется на вертикальном квадранте, прикрепленном к шесту у точки привеса. Так как направление нити совпадает с равнодействующей, составляемой весом шарика G и гидравлическим давлением Р, пропорциональным живой силе и поперечному сечению шарика а, то угол отклонения φ может быть определен из равенства tg φ =P/G=(mv2a)/G, откуда v2=(Gtg φ)/(ma) и Маятник гидрометрический или Маятник гидрометрический, если положим Маятник гидрометрический. Здесь α есть постоянный числовой коэффициент, выводимый для каждого прибора из опытов в потоках, для которых скорость течения точно известна. В этом приборе шарик и нить постоянно колеблются, а потому отсчитывание градусов угла на квадранте весьма затруднительно, равно как и точная установка прибора; поэтому гидрометрический М. не пригоден для употребления в тех случаях, где требуется большая точность.

А. Т.

Маячка (Новая и Старая)

— села Таврической губернии, Днепровского уезда; лежат смежно. Новая М. — оживленный торговый центр; 1932 двора, 9290 жителей. Под посевами до 30 тыс. дес. Старая М. -574 дворов, 3092 жителя. Под посевами 10110 дес.

Маячка, местечко Полтавской губернии

— местечко Полтавской губернии, Кобелякского уезда, при реках Орели и Маячке, в 25 верстах от уездного города. Дворов 540, жителей 3418. 2 церкви, земское училище, 2 ярмарки, мельниц водяных 2 и ветряных 60. Остатки укрепления. М. была сотенным городом Полтавского полка. Основана в 1674 г. выходцами из Брацлавщины.

Маячный сбор

— см. Портовые сборы.

Мвутан-Нциге

— оз. в Африке, см. Нианца.

Мга

— р. С.-Петербургской губ., левый приток Невы, берет начало в болотах близ границы Новгородской губ. Длина течения 50 в. Берега М. высоки и местами круты. На р. есть каменистые пороги. Она сплавная весной на всем своем протяжении, а судоходна от устья только на 41/2 в.

Мгарский Преображенский муж. м-рь

2-го класса (с 1786 г.), в 4-х в. от г. Лубен, Полтавской губ., при слиянии рч. Ольшанки с Сулой. Основан в 1624 г. В 1638 г. мгарские монахи были заподозрены поляками в снабжении восставших казаков порохом и едва освободились от смертной казни. В 1662 г. в м-ре открыты мощи святителя Афанасия ("сидящего"), патриарха константинопольского, умершего здесь на возвратном пути из Москвы в 1653 г. При м-ре школа на 20 сирот духовного звания, подготовляющая псаломщиков.

Предыдущая страница Следующая страница