Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 1, М - Маг)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 1, М - Маг)

Предыдущая страница Следующая страница

М

— тринадцатая буква русской азбуки, обозначающая согласный носовой (см.) губно-губной звук — звонкий и глухой. Звонкое м имеется в начале, внутри и в конце слов между и перед гласными, а также и после них; глухое м (для обозначения которого нет особого знака) встречается вообще очень редко в русском языке и только в следующих условиях: 1) в начале слова, перед глухими согласными: вятск. мтица = общерусск. птица, Мцыри и т. д.; 2) в конце слов, после глухих согласных: род. множ. драхм, редкое числит. осмь вм. восемь и т. д. От соответствующих губных взрывных, звонкого б и глухого п, звук м по артикуляции в полости рта не отличается ничем, кроме носового оттенка (резонанса), получающегося благодаря тому, что небная занавеска (при б и n поднятая) опущена и дает выдыхаемому из легких воздуху свободный доступ в полость носа. Затвор губ у этих трех звуков вполне тождествен. Самый знак м в русской азбуке ведет свое начало от греческого прописного М, которое в свою очередь восходит к финикийскому мем

М

. Цифровое значение м (мыслете) в церковно-славянской азбуке = 40.

С. Б—ч.

М—ский Адам

(Ms—ski) — псевдоним выдающегося польского поэта-модерниста, который ни разу не выступал под собственной фамилией (биография неизвестна). Кроме переводов "Лузиады" Камоэнса, "Жоселена" Ламартина, "Цветов греха" Бодлэра, ему принадлежит поэма "Jeden z wielu". М. изящен и в эротических песнях, и в песнях о "хлопе" или "жиде-брате"; он искренен в стихотворениях на темы общественные и на мотивы мировой скорби.

Ма

— река Приморской области, на побережье Татарского пролива, длина до 60 верст. Изобилие рыбы, берега лесистые.

Маажвидс

Мартин — литов. писатель, см. Мосвидий.

Маак, Мартин

(Maack, род. в 1863 г.) — немецкий писатель реалистического оттенка, автор ряда рассказов и повестей под заглав. "In den St ü rmen des Lebens", драматической поэмы "Judas", новеллы из итальянской жизни "Genua und die Riviera" (1891) и драмы "Heinrick Paternostermakor".

Маак, Ричард Карлович

— педагог и исследователь Сибири (1825-86), учился в СПб. унив.; был учителем, директором училищ Иркутской губ., главным инспектором училищ Восточной Сибири, членом совета министерства народного просвещения. М. совершил ряд важных экспедиций — в Вилюйский округ (1854-55), в Амурский край (1855-56) и в долину р. Уссури (1859-60). Его работы способствовали познанию флоры приамурских и приуссурийских стран. Главные труды М.: "Путешествие на Амур" (1859), "Путешествие в долину р. Уссури" (1861), "Вилюйский округ Якутской области" (1877-86), "Очерк флоры Уссурийской страны" (1862) и "Енисейская губ." (в "Списках населенных мест Росс. имп."). Ср. "Ж. М. Н. Пр.", 1886, № 12; "Вестн. Европы", 1 8 86, № 6, и "История полувековой деятельности Имп. Р. Г. О." П. П. Семенова (СПб., 1896).

Мааним

— древний ударный шумящий инструмент евреев, в котором шары на струне, прикрепленной к цилиндру, ударяются друг о друга при сотрясении инструмента.

Маанселькэ

Манселькэ (Maanselkä — "хребет земли") — главный горный хребет Финляндии, служит продолжением хребта Челен (K ö len), который на некотором пространстве касается сев.-зап. границы Финляндии. В этой части лежат самые высокие горы Финляндии, из которых Хальдишок, или Хальдефелль (Haldischok, Haldefj ä ll), достигает 1254 м над ур. м., возвышаясь за пределы снеговой линии. От горы Иерстиваара начинается отрог Оунасселькэ, служащий водоразделом Торнео и Кеми. От Пельто или Пельдовуома Тунтури (Pelto, Peldovuoma tunturi) возвышенности, составляющие переход от Челена к М., тянутся уже не по границе с Норвегией, а направляются на Ю., потом на В., приближаются к русской границе, образуя здесь возвышенность Талькунаоайви (Та l kunaoaivi). Часть возвышенностей до р. Суомуиоки наз. Раутутунтури, далее Суоласелькэ. Иногда называют Суоласелькэ и всю часть М. от Пельтотунтури до Талькунаоайви. Отсюда хребет (который, начиная от этого пункта, получает собственно название М.) тянется на Ю. км в 50 к З. от русской границы, достигая ее своими отрогами (Корватунтури, Нуортитунтури), уклоняется на З., охватывая полукругом возвышенные местности Куолоиерви и Куусамо, образует возвышенности Саллатунтури (600 м) и Киэскистунтури (535 м), служащую горным узлом, от которого идут отроги на С.З. и Ю.B. В области Куусамо лежат значительные вершины, из которых некоторые покрыты большую часть года снегом и льдом и лишены растительности (таковы Ииваара, Кунтиваара, Уконваара и Неорунен — вышиной 532 м). От вершины Нэрэнкэваара (Nŕ ränkä vaara) отходит на Ю.З. значительный отрог Кайнунселькэ. Отсюда М. идет прямо на Ю., образуя естественную границу между Россией и Финляндией и продолжая быть водоразделом между бассейнами Балтийск. и Белого м. Средняя высота М. здесь 250-280 м; местами хребет сильно суживается и понижается, чем с незапамятных времен пользовались жители, чтобы, перетаскивая через эти места лодки, попадать из Финляндии в бассейн Белого моря и обратно (таков, напр., низкий волок между Мааселэн-иэрви с финской стороны и Миинаан-иэри с русской, через который и в настоящее время поддерживается сообщение между Улеоборгской губ. и берегами Белого моря). Недалеко отсюда, при Миинаан-киви, М. разделяется на восточную ветвь (собственно продолжение М.), которая идет на Ю.B. по Архангельской и Олонецкой губ., служа водоразделом между Белым и Балтийским морем, и западную, которая до горы Мёнтёнваара составляет границу между Финляндией и Россией, а затем направляется на З. и Ю.З., получая название Суоменселькэ. Отрог М., начинающийся в пределах России, составляет Сальпаусселькэ. М. составляет по большей части систему озов из гравия или песка, покрытых лесом и часто торфяниками, местами выходят и коренные горные породы.

Н. Кн.

Маарри

Абуль-аля-аль-Маари (Ахмед бен-Абдуллах бен-Сулейман Abu l-Al â al-Ma'arrî, 973-1057) — известный араб. поэт, философ и филолог, уроженец небольшого сирийского городка Ma'appa; уже на третьем году жизни потерял зрение, но это не помешало ему приобрети огромный запас филологических знаний и написать больше 30 сочинений различного содержания: стихотворения, трактаты по метрике, грамматике, лексикографии и пр. В первом сборнике стихотворений, "Sakt al-Zand" (изд. в Булаке 1286 хиджры, Каире 1304 хиджры, Бейруте 1884), М. подражает стилю Мутанабби. Позже появился "Luz ûm mâ lâ jalzam" (Бомбей, 1313 хиджры, Каир 1309) — сборник философских стихотворений, пользующихся на востоке громкой славой. Здесь М. проповедует веротерпимость, бичует суеверия, властолюбие духовенства и преклонение пред авторитетом, проводит принципы самоотверженной морали, которые противополагает началу деятельности, и в своем презрении к миру доходит до отрицания брака. Ср. Rieu, "De Abu l-Al â al-Ma'arrî vita et carminibus" (Бонн, 1843); Alfred von Kremer, "Ueber die philosoph. Gedichte des Abu l-Alâ al-Ma'arî " (Вена, 1888).

Маары

— см. Вулканы.

Маас, департамент Франции

(Meuse) — департамент Франции, граничит на С. с Бельгией; 6228 кв. км; наполнен отрогами Арденнов — лесистыми Аргоннами, не выше 500 м. Восточная и сев. части орошается М. и его притоками (область Рейна); зап. часть орошена притоками Марны и Эны (область Сены). Вдоль реки Орнен идет канал Марна-Рейн. Жит. 292553. Почва весьма плодородна; пшеница и овес, картофель, сахарная и кормовая репа (до 1 млн. метр. центнер.), пенька, вино (400000 гкл.); скотоводство, главным образом лошади, затем свиньи и овцы. Пчеловодство. Железная руда. Фабр. бумаги и стеклянных изделий; мануфактурные изделия из хлопчатой бумаги и овечьей шерсти. Округи: Бар-ле-Дюк, Коммерси, Монмеди и Верден. Гл. г. — Бар-ле-Дюк.

Маас, Иоганн Гебхард Эренрейх

(Joh.-Gebhard-Ehrenreich Maass, 1766-1823) — проф. в Галле, критик теоретической и сторонник практической философии Канта. Соч.: "Ueber die Aehnlichkeit der christlichen mit der neuern (Kant'schen) philosophischen Sittenlehre" (1791), "Versuch uber Einbildungskraft" (1792), "Grundriss der Logik" (1793), "Versuch über die Leidenschaften" (1805-1807) и "Versuch über die Gefühle" (1811).

Маас, река в Европе

(Maas, Meuse) — река, берет начало во французском департаменте Верхней Марны на нагорье Лангр, становится судоходной у Вердена; пробежав 492 км по дпт. Вогезов, М. и Арденн, вступает в Бельгию. От Шарлевилля до соединения с Самбр у Намура течет к С., извиваясь по узкой, глубокой долине, которая затем расширяется, и ниже Люттиха М. вступает на равнину, направляясь на С.В. М. вступает в Нидерланды, пройдя 160 км по Бельгии, соединяется с рукавом Рейна Ваалом при Вудрихем; затем делится опять на рукава; один из них впадает в Бисбош (см.), другой — Мерве — делится опять на рукава, из которых один вновь соединяется со Старым М. Притоки М. во Франции: справа Ширс и Семоа (Semоу), слева Бар; в Бельгии: справа Лессе и Урте, слева Самбр; в Голландии: справа Рер и Нирс, слева Доммель.

Маас, Эрнст

(Maass) — немецкий филолог (род. в 1856 г.), профессор классической филологии в Марбурге. Главные его труды: "Orpheus. Untersuchungen zur griechischen r ömischen altchristlichen Jenseitsdichtung und Religion" (1895); "Die Tagesgötter in Rom u. den Provinzen" (1902); "Griechen und Semiten auf d. Isthmus von Korinth" (1903).

Мааса укрепленная линия

— ряд сильных крепостей по р. Маасу, воздвигнутых после войны 1870-71 гг. с франц. стороны для безопасности границы, а со стороны Бельгии — для защиты нейтралитета. Франц. линия крепостей справа примыкает к укрепленному лагерю Туль и линии Мозеля; опорные пункты ее — Невшато у Бурлемона и Паньи-ла-Бланш-Кот; перед ними Туль, С.-Мигиель, Верден, Седан, Мезьер; между Верденом (крепостной пояс его — 38 км в окружности) и Тулем, для затруднения перехода через М., устроены крепости в 7 местах; это открытые, выдерживающие бомбардировку и удобно устроенные для гарнизона сооружения, каждое с 8-20 орудиями, иногда с броненосными башнями. Некоторые из этих крепостей лежат на правом берегу М. За линией М. естественную защиту представляет Аргоннский лес. Седан лишен укреплений, кроме цитадели, преграждающей железнодорожный путь; той же цели служат Мезьер, с новыми фортами (путь к Диденгофену), и 2 крепости у Гирсона на Уазе (путь к Парижу). Бельгийская линия сосредоточивается у Люттиха и Намюра. У Люттиха б фортов и 6 fortins (батарей); цитадель и старый форт Шартрез уничтожены. У Намюра на расстоянии 4-8 км от города 5 фортов и 4 fortins, преграждающих долины М. и Самбры, железнодорожные линии к Люксембургу и Тирлемону и дороги в Брюссель и Лувен. Общее число орудий здесь 400; местами башни с орудиями в 12, 15 или 21 см и скорострельными пушками в 0,57 см.

Маассен, Карл Георг

(Maassen, 1769-18 34) — прусский государственный деятель, юрист по образованию, с 1818 г. был генеральным директором прусского податного управления, а после смерти Мотца (см.), предложившего его в свои преемники, сделался министром финансов. Много способствовал осуществлению герм. таможенного союза (см.).

Маассен, Фридрих Бернгард Хриcтиaн (дополнение к статье)

(Maassen) — немецкий кaнoниcт; yмер в 1900 г.

Маассен, Фридрих Бернгард Христиан

(Maassen) — нем. канонист, род. в 1823 г., проф. в Инсбруке, Граце и Вене, член Австрийского имперского суда и палаты господ. Кроме капитального исследования об источниках канонического права ("Geschichte der Quellen und Litteratur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mitelalter", т. I, Грац, 1870), M. напеч.: "Der Primat des Bischofs von Rom" (Бонн, 1853), "Ueber die Gr ünde des Kampfes zwischen dem heidn.-röm. S taat und dem Christentum" (Вена, 1882) и др. Общий интерес представляет его соч. "Neun Kapitel ü ber freie Kirche und Gewissensfreiheit" (Грац, 1876; русский перевод с предисловием H. Суворова, Яросл., 1882), в котором М. намечает основные черты развития отношений между государством и церковью. Начала свободы церкви и свободы совести одинаково, по его мнению, обоснованы в самом существе христианства и находятся между собой во внутренней связи, настолько неразрывной, что признание и проведение одного из них обусловливается признанием и проведением второго.

Маастрихт

(Maastricht) — главный город нидерландской пров. Лимбург, при впадении Геера в Маас. 32676 жит. (1892), красивая ратуша 1659-65 гг., библиотека, архив. Винокурение, пивоварение, производство фланели, оружия, мыла, бумаги и пр. Каменоломня в Петровской горе, с лабиринтом подземных ходов, частью еще римского времени. М., у римлян Trajectum superius, управлялся в средние века герц. брабантским и еписк. Люттихским; в 1579 г. взят испанцами, с большим кровопролитием, но с 1632 г. перешел к Соединенным Провинциям. В 1673, 1748 и 1794 г. М. брали французы. В 1830-31 гг. голландцы из всей отпавшей провинции удержали лишь М.

Маат

— богиня, олицетворение правды и справедливости в Древнем Египте. Изображалась в виде женщины с иероглифом правды — страусовым пером на голове, а иногда символически, в виде одного страусового пера. Присутствовала при страшном суде, вводя туда покойника. Часто ставилась в связь с Ра, называясь его дочерью, и Тотом, называясь иногда его супругой. Изображения ее, сделанные из драгоценного камня и повешенные на золотых цепях, надевались судьями при исполнении их обязанностей; поставленные на блюдо, они считались самым угодным приношением богам. Об этом сохранился текст: "глава по поднесении М." (Б., 1855). "Возлюбленный М." — употребительный эпитет фараонов, которые считались ее жрецами. В последние периоды ее часто смешивали с Изидой и Гатор. Ср. Wiedemann, "Maa, d éesse de la vérité" ("Annales du Musée Guimet" 10, 561).

Б. Т.

Мааф

— собственно значит освобожденный, прощенный. В ханствах Восточного Закавказья так назывались лица, освобожденные от податей и повинностей — ханская прислуга, земские всадники и лица, купившие у ханов маафскую привилегию. Русское правительство издало о М. высочайше утвержденное 28 декабря 1847 г. положение, причем установило принцип, что "впредь звание М. жалуется не иначе, как с высочайшего разрешения". М. с их потомством были освобождены от всех вообще денежных и натуральных повинностей и податей, но взамен того отбывали в качестве "мусульманских милиционеров" военную службу на тех же началах, что и казаки, причем разделялись на три очереди. М. предназначались для местной постовой и конвойной службы; часть их направлялась в конно-мусульманский полк, находившийся в Варшаве. При нежелании или невозможности отбывать службу на указанных в положении 1847 г. основаниях М. перечислялись в разряд государственных крестьян. В настоящее время нет более М.; все они причислены к разряду государствен. крестьян, живущих на землях бекских или казенных, и несут повинности наравне с другими крестьянами.

Мааха

— в Библии область, город и царство при подошве Ермона, в Сирии, близ Гесуры, в смежности с Васаном и страной аргов (Втор. III, 14; Нав. XII; 5, XIII; 11). Начало и название свое область и царство эти ведут, вероятно, от Мааха, сына Нахора, брата Авраамова. То же должно заметить и об Авел-Бео-Маахе (2 Цар. XX, 14-15; 3 Цар. XV, 20; 4 Цар. XV, 29), лежавшей близ Дана. Жители области М. не были изгнаны израильтянами и жили среди них. Соединившись с аммонитянами и разными племенами сирийскими, они воевали против Давида, несмотря на то, что дочь их царя, Мааха, была супругой Давида; но они были усмирены Давидом и не смели с тех пор помогать аммонитянам.

Мабильон

Жан (Mabillon, 1632-1707) — французский ученый, бенедиктинский монах. Вел обширную корреспонденцию с разными учеными, между прочим c болландистами и Лейбницем. Главные его труды: "Acta Sanctorum ordinis S. Benedicti, in saeculorum classes distributa" (Пар., 1668-1701; Венеция, 1733; кроме массы нового материала в виде биографий принадлежавших к ордену св. Бенедикта церковных, литературных и ученых деятелей со времени св. Бенедикта до 1100 г., здесь много ученых исследований о церковном и монашеском средневековом быте, о разных вопросах исторической критики, хронологии и генеалогии, о родословии Меровингов и т. п.); "Annales ordinis S. Benedicti" (Пар., 1703-1739; Лукка, 1739-1745 — продолжение предыдущего издания, содержащее в себе жизнеописания не только святых, но и всех монахов-бенедиктинцев, действовавших на поприще христианской цивилизации); "De re diplomatica, libri VI" (П., 1681; Supplementum к нему — 1704, новое изд. — 1709). Последнее соч. называли чудом учености. Под дипломатикой автор разумеет учение о документах и актах исторических, о признаках, по которым определяется степень достоверности всякого рода исторических материалов, о способах обнаруживать подделки в них, о древних материалах для письма и его видах, о "стилях" документов и актов, о канцелярских обычаях при их совершении, о надписях, монограммах, печатях и т. п., о составе канцелярий у франков, о разных коллекциях хартий, дворцах франкских королей. Особенно важны в сочин. М. образцы древнего письма, в 58 гравированных таблицах, а также собрание документов от 471 г. до конца XII в. Ecole des chartes в Париже до сих пор пользуется этим сочинением М. В "Trait é des é tudes monastiques" (П., 1691) — краткой методологии богословского курса — М. настаивает на праве и обязанности монахов заниматься не только изучением Св. Писания и отцов церкви, но и всякого рода научной деятельностью. В 1683 г. М. собирал в Германии и Франции материалы для истории Франции, результатом чего были издания: "Vetera analecta" (П., 1675-85) и "Museum italicum" (П., 1687-89; нов. изд. 1724). "Oeuvres posthumes de Mabillon" изд. в Париже в 1724 г. См. E. de Broglie, "M. et la Société de l'abbaye de S. Germain" (П., 1888); Chavin de Malan, "Les gloires de France; histoire de D. M." (П., 1843); В. Г. Васильевский, "Обозрение трудов по византийской истории" (СПб., 1890).

Н. Б-в.

Мабиногион

— сборник древних кельтских преданий и сказок, изд. по рукописям ХII и XIV вв. во французском переводе в 1889 г., в "Cours de litt é rature celtique", D'Arbois de Jubaineville et Loth (отзыв M. Соловьева в "Русском обозрении" 1890, XII, 867). В М. много волшебных сказок; особенно фантастична повесть о короле Мате, который превратил своих братьев на три года в оленя, волка и свинью. Сказка о Балоре напоминает гоголевского Вия.

Н. С-в.

Мабли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мабюз

или Мобежский (Mabuse) — прозвище, полученное нидерландским живописцем Яном Госсартом (Gossaert), по городу Мобежу, в котором он род. ок. 1470 г. Вероятно, в 1499 г. он отправился в Англию, где занимался преимущественно портретной живописью, а затем поехал в 1508 г. в Италию и, пробыв там довольно долго, подвергся, но не с пользой для себя, влиянию Л. да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. По возвращении своем в отечество работал в Антверпене, а также в Миддельбурге и в замках Филиппа Бургундского, епископа Ухтретского. Умер в Антверпене в 1541 г. Картины, исполненные им до его итальянского путешествия, каковы, напр., "Поклонение волхвов" в Говард-Кестле, в Англии, "Портрет детей Генриха VII" в Гамптон-куртском музее, в Лондоне, "Мироносицы" в антверпенском музее, "Се человек", там же, и алтарный образ в галерее Пражского общества любителей искусства — близко походят по своему характеру и исполнению на произведения Кв. Мессейса. Побывав в Италии, он впал в маньеризм римской школы, не утратив, однако, своего прежнего технического мастерства, как о том свидетельствуют, напр., его "Юпитер и Даная" и "Богородица на троне", находящиеся в мюнхенской пинакотеке, и "Нептун и Амфитрита" — в Берлинском музее.

А. С-в.

Мавараннагр

— см. Мавераннехр.

Мавераннехр

(соб. "то, что за рекой"). — В первое время ислама рекой (нехр) называли р. Оксус (Амударья), и имя М. было придано арабами персидской области, лежавшей к С. от Оксуса до р. Яксарта (Сырдарья). В новейшее время "М." переведено латинским "Трансоксиана (-ания)". См. Трансоксания и Бухара.

Мавзол

(Μαύσωλος, Mausolus) — династ Карии в 377-353 г. до Р. Х., прежде персидский сатрап; сделал Карию независимой от персов, возвысил значение гор. Галикарнаса, вмешивался в дела Родоса и других о-вов, возбуждая этим неудовольствие афинян. При дворе М. процветали искусства и науки. Его жена Артемизия назначила награду тому, кто сочинит лучшее похвальное слово в честь М. В сочинении этого έπιτάφιος приняли участие Феодект, Навкрат, Исократ и Феопомп; победил последний. Та же Артемизия выстроила в честь мужа в Галикарнасе великолепный надгробный памятник, причисленный к чудесам древнего мира (см. Мавзолей).

Н. О.

Мавзолей

(Μαυσσόλειον, Mausole um) — надгробный памятник умершего в 353 г. до Р. Х. карийского царя Мавзола, воздвигнутый, чрез несколько лет по его кончине его сестрой и супругой, Артемизией, в Галикарнасе (ныне Будруне), в Малой Азии. Это гигантское сооружение, считавшееся одним из семи чудес света, в течение полутора тысяч лет возбуждало всеобщее удивление, пока не было в средние века разрушено, вероятно, землетрясением, и в XVI ст. нашей эры окончательно уничтожено людьми. Археологические раскопки, произведенные в его местонахождении в 1856-59 гг. англичанином Ч. Ньютоном, привели, однако, к открытию остатков его основания и отчасти верхнего яруса и дали возможность при помощи описания, сделанного Плинием Старшим ("Historia naturalis", XXXVI, 5), получить довольно ясное понятие о первоначальном виде знаменитого сооружения. Своими формами оно значительно отличалось от других древнегреческих построек. Это было здание с планом продолговатого четырехугольника, длиной в 35,7 м и шириной в 26,5 м, и состояло из двух этажей: в нижнем, более высоком, заключался погребальный склеп царя, а верхний представлял род храма, окруженного со всех сторон портиком с ионическими колоннами (11 колонн в длинной и 9 колонн в короткой стороне); между колоннами стояли мраморные статуи; базы колонн через одну опирались в такие же изваяния львов. Над колоннами тянулся по антаблементу рельефный фриз, изображающий битву амазонок (многие части этого фриза хранятся теперь в Британском музее, в Лондоне). Все здание увенчивалось, по восточному обычаю, усеченной пирамидой, образовывавшей 24 мраморные ступени; на верхней ее площадке стояла колоссальная мраморная колесница, везомая четырьмя конями и на которой были представлены едущими Мавзол и управляющая ими богиня. Вышина всего здания вместе с колесницей равнялась 42 м. Строителями памятника были Пифий и Сатир; его скульптурные украшения были исполнены лучшими греческими ваятелями того времени, Скопасом, Леохаресом, Бриаксисом и Тимофеем. Дошедшие до нас куски вышеупомянутого фриза неодинаковы по мастерству исполнения, но в смелых, оживленных движениях своих фигур и групп представляют некоторые новые, вполне художественные мотивы, отличающие этот фриз от других рельефов того же содержания, например от известного фигалийского фриза. Впоследствии у римлян слово М. стало употребляться вообще для обозначения колоссальных и роскошных архитектурных надгробных памятников, каковы, например, пирамидальный трехъярусный монумент в Сен-Реми, в департаменте Устьев Роны, во Франции, и усыпальница имп. Адриана (ныне Крепость св. Ангела) в Риме. В новейшее время М. нередко называют даже небольшие надмогильные сооружения. — Ср. Ch. Newton, "The excavations of Budrun" (Л., 1858); его же, "History of discoveries at Halicarnassus, Cnidos and Branchidae" (Лонд., 1865); Kinkel, "Mosaik zur Kuns tgeschichte" (1876).

А. С-в.

Мавки

— славянские мифические существа; у малорусов М., майки, нейки, у болгар навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье. Названия от старослав. нав — мертвец. М. — дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озерах, часто сближаются с русалками, сбивают путников с дороги, заводят в болота и убивают. Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. Народ приписывает им разные песни, небольшого объема. По представлениям словинцев, М. летают по воздуху в виде больших черных птиц с большими клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти. Если на них брызнуть водой и сказать "Крещу тебя во имя Отца, Сына и Св. Духа", они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. См. Hanu š Machal, "Nakres slovanskeho Bajeslovi" (Прага, 1891, стр. 119-121); Чубинский, "Труды" (I, 206); Афанасьев, "Поэтич. воззрения" (III, 241); Матов, "Верзиулово коло" (1895).

Н. С-в.

Маворс

— римское божество, см. Марс.

Мавр

(Rhabanus Maurus, Magnentius, Grabon) — один из великих ученых средних веков (776-856), родом из Майнца, образование получил в Фульдском монастыре, там же сделался схоластиком, т. е. начальником монастырской школы, а потом аббатом, продолжая руководить школой, из которой вышли многие выдающиеся деятели следующего поколения. Успех его преподавания зависел, между прочим, от того, что, не довольствуясь латынью, он обращал внимание и на народный язык и его обработку, о чем свидетельствуют оставшиеся с его именем латинско-немецкий словарь к Библии и гимны на немецком языке. В 847 г. М. был избран архиепископом майнцским. Всех сочинений М. (изданы в "Patrologiae cursus completus" Миня, томы СVII-СХ латинской серии; из других изданий лучшее — кельнское) насчитывается до 51. Между ними первое место занимают толкования (commentarii, expositiones, enarrationes) на Св. Писание, имеющие высокую цену особенно в том отношении, что отчасти основаны на древних экзегетах, отцах церкви, а отчасти представляют простой свод их толкований; в последующее время они служили необходимым пособием для всех толкователей Библии и постилляторов, отчасти в подлинном своем виде, отчасти в том сокращении, которое было составлено преемником М. по управлению Фульдским монастырем, Валафридом Страбоном, под именем glossa ordinaria. Затем следуют два сборника проповедей, имевшие для своего и последующего времени значение гомилиариев, т. е. пособий для священников в деле проповеди. Из остальных сочинений М. замечательны: "De clericorum institutionе et caere m oniis" (в основу образования М. кладет грамматику и диалектику, которую называет "наукой наук, учащей учить и не только желающей, но и могущей образовывать знающих"); "De disciplina ecclesiae"; "De vitiis et virtutibus" — род этики; "Allegoriae ad univers a m sacram scripturam" — изложение теории толкования Св. Писания; поэма в стихах — "De fide catholica"; несколько церковных гимнов, в числе которых приписывается М. особенно известный в католической церкви гимн "Veni, creator spiritus". Из его сочинений общенаучного содержания известны: "De universо" (род энциклопедии тогдашних реальных знаний), "De inventione linguarum", "De arte grammatica", "De magicis artibus". В последнем он обнаруживает критицизм, редкий и неожиданный для того времени: многое в так наз. магии объясняя субъективными иллюзиями, он думает, между прочим, что и тень Самуила, явившаяся Саулу по призыву аэндорской волшебницы, на самом деле не являлась, а только казалась являвшейся. В Ратбертовском споре о претвореннии в евхаристии хлеба и вина в тело и кровь Христовы М. выразил мнение, что следует различать таинство (sacramentum) и силу таинства (virtus sacramenti); только в силу последней душа, приемля слово Божие с верой, превращает хлеб и вино в тело и кровь Христовы. В т. наз. Готшалькском споре М. осудил неправильное мнение своего бывшего ученика по фульдской школе, Готшалька, о предопределении злых не только к погибели (ad peritum), но и ко греху (ad peccatum). В политической истории М. известен как примиритель споривших между собой членов королевского франкского дома. См. Р. Kunstmann, "Rhabanus M à urus" (Майнц, 1841).

Н. Б-в.

Маврикиева пальма

— см. Мауриция.

Маврикий

(Mauritius) — восточно-римский император (ок. 539-602), родом из Каппадокии; в 579 г. был главным военачальником в азиатских провинциях империи; в 582 г. сделался зятем императора Тиверия II и вслед за тем его преемником. Честный и образованный, он своими реформами в войске и желанием уменьшить расходы по армии возбудил неудовольствие солдат, выразившееся в 588 г. в обширном мятеже, который лишь с трудом удалось подавить. Персидскую войну, завещанную ему его предшественником, М. удалось окончить благодаря смутам в Персии, заставившим Хозроя II обратиться за помощью к Византии. В 583 г. авары отняли у М. несколько дунайских крепостей, в 586-587 гг. дошли до Адрианополя; пострадал от варваров даже Пелопоннес. В 593 г. Приск, лучший полководец М., после ряда побед над аварами перешел через Дунай, в нынешнюю Валахию, но в 595 г. не доверявший Приску император заменил его своим братом Петром, при котором вновь начались неудачи и авары вместе с славянами осадили Фессалоники. В 598 г. Приск снова вернул счастье императорскому оружию. В 600 г. с аварами заключен был мир, по которому Дунай был назначен границей империи; в 601 г. византийцы дошли до Тисы и в 602 г. удачно бились с славянами в Валахии. М. желал, чтобы войско его перезимовало в неприятельской земле, но это возобновление старинных римских традиций вызвало новое, гибельное для императора, возмущение солдат. Во главе армии стал грубый солдат Фока, направившийся к Константинополю; ненавидевшая М. зеленая партия цирка дала мятежникам беспрепятственный вход в столицу. 23 ноября 602 г. узурпатор был коронован императорской короной, а через несколько дней M. по его приказанию был убит вместе со своими сыновьями и братьями.

Маврикия и Лазаря орден

— итальянский знак отличия, учрежден в 1434 г. герц. Амедеем VIII Савойским, возобновлен в 1816 г.; 5 степеней; комбинация двух крестов, белого и зеленого, на зеленой ленте.

Маврикия св. о-в

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маврикошха

— высокая гора, находящаяся на границе Майкопского отдела Кубанской обл. и Черноморского округа, под 43° 56' с. ш. Она представляет южный отрог Фишта и Оштена и служит тригонометрическим пунктом. Из-под нее и соседних с нею гор вытекает р. Шахе, впадающая в Черное море.

Мавриниане

(мавринцы, мавристы) — ученая конгрегация католических монахов во Франции, ордена бенедиктинцев, получившая свое название от св. Мавра (congr é gation de St. Maur), одного из непосредственных учеников св. Бенедикта. Основателем общества мавриниан был ученый монах Дидье де Ванн (Didier de Vannes). В 1618 г. оно было официально утверждено. Новиции, вступавшие в конгрегацию, должны были в продолжение пяти лет специально изучать богословие и философию, затем поступали в одну из академий ордена в качестве преподавателей или для кабинетных ученых работ по назначению приора. Часто применялся принцип разделения труда: один собирал материал, другой приводил его в систему, третий обрабатывал его, четвертый приготовлял к печатанию, пятый наблюдал за печатанием и корректировал издание. Все трудились помимо заботы о личной славе, для блага церкви и чести ордена. На первых порах конгрегация занялась историей ордена, его монастырей и его великих деятелей; затем круг работ был расширен и М. оказали великие услуги ucmopиu и археологии вообще — собиранием и изданием рукописей по древней литературе, в особенности христианской. М. часто должны были вступать в полемику против траппистов, которые смотрели на научные занятия как на дело, несовместимое с монашеским званием, и иезуитов, которые в издании памятников литературы внецерковной видели опасность для церкви и "шаг к безусловной свободе разума". В эпоху наибольшего своего распространения М. насчитывали до 120 монастырей. В эпоху первой французской революции конгрегация М. почти прекратила свою деятельность и возникла вновь лишь в 1833 г., во вновь устроенном доме близ Solesme. Наиболее знаменитые из М.: Ашери, Блампен, Гарнье, Деларю, Мабильон, Мартен, Монфокон, Менар. Мавринианами сделаны превосходные издания, главным образом по рукописям, сочинений Афанасия Александрийского, Григория Назианзина, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста, бл. Августина, Льва Великого, Григория Двоеслова. Немало также издано ими памятников и сочинений, относящихся к древней истории Греции и Рима и средневковой истории Византии и Западной Европы. См. Dom Tassin, "Histoire litteraire de la congr é gation de Saint-Maur" (П., 1876).

Н. Б-в.

Маврины

— дворянский род, восходящий к XVI в. Семен Семенович М. был воспитателем имп. Петра II (1721-27). Его племянник Савва Иванович († 1809) был ген.-провиантмейстером (1787-90) и сенатором. Его родственник Семен Филиппович († 1850), сенатор, был последним в одной из ветвей рода М.; с его смертью фамилия М. перешла в род зятя его, ген.-адъютанта Б. Г. Глинки (см.). Род М. внесен в VI и II ч. род. кн. Новгородской губ. (Гербовник I, 41). Есть еще род М., позднейшего происхождения.

Мавритания

(ή Μαυριτανία, ή Μαυρουσίων γή, Mauritania, ныне Фец, Марокко и зап. часть Алжирии) — римская провинция, на Ю. граничившая с Гетулией, на В. с Нумидией, на З. с Атлантическим океаном и Гадитанским проливом, на С. с Средиземным морем. Река Мулуха (Mulucha) разделяла страну на 2 части, которые с I в. по Р. Х. назывались Mauritania C æ sariensis — восточная М. и M. Tingitana — западная М., в IV в. административно присоединенная к Испании. Повсюду в М. встречались густые леса с плодородной почвой и роскошными продуктами природы. Были места, в которых хлеб собирался трижды в год; в горах — виноград и плодовые деревья. Много было львов, слонов, пантер, газелей, антилоп, страусов, часто привозившихся в Рим, на сцены цирков. Главные города в M. C æ sariensis, по берегу: Igilgilis, Sald æ, Rusuccurum, Icosium, Cæ sarea (прежде Jol) — резиденция Бокха и Юбы II, Cartennа; внутри страны — Sitifi, Tubusuptus, Auzia; в M. Tingitana, на берегу моря — Russadir, Tingis, Lixus, Thymiaterion, Sala, внутри страны — Babba, Banasa, Valentia, Volubilis и др. См. Dureau de la Malle, "Ueber die Colonisation der R ömer in Nord-africa" (1838).

Н. О.

Мавританская архитектура

— см. Мусульманское искусство.

Маврицкий Василий Абрамович

— писатель, священник, воспитанник киевской духовной академии, издатель "Пастырского Собеседника". Главные его труды: "Воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования" (1883); "Вразумитель. Избранные беседы, поучения и пастырские наставления сельским прихожанам" (1893); "Избранные поучения на разные случаи" (1893); "Сборник проповедей на дни высокоторжественные" (1892); "Сеятель. Сборник проповедей, приспособленных к жизни и пониманию простого народа" (1893).

Мавродин

(Мартин) — придунайское болгарское селение, верстах в 10 ниже Рущука. В турецкую кампанию 1773 г. ген. Репнин намеревался атаковать построенные турками у М. лагерь и батарею, но турки сами повели на него встречную атаку, а неприятельская флотилия грозила отрезать обратную переправу на левый берег. Ввиду этого Репнин начал отступление, но достигнуть лев. берега успела лишь часть отряда; сам Репнин, 3 штаб-офицера и несколько сот нижних чинов были взяты в плен; кроме того, мы потеряли более 300 чел. убитыми и ранеными и 2 орудия. В течение 1773 и 1774 гг. у М. еще не раз происходили столкновения наших войск с турками.

Маврокордато

— княжеский род, происходящий от Николая М., уроженца о-ва Хиоса, поселившегося в первой четверти ХVII в. в Константинополе, где он занимался торговлей. Сын его Александр M. († 1709) был турецким посланником в Вене (1688), а в 1698 г. получил от султана княжеский титул. Сын кн. Александра Николай († 1730) был господарем Молдавии, потом Валахии. Сын кн. Николая, Константин († 1769), дважды правил Молдавией. Двоюродный брат последнего, Александр († 1819), был господарем Молдавии (1785-1786), бежал в Россию, где был милостиво принят имп. Екатериной II; ему принадлежал первый план освобождения Греции. Об Александре М., греческом полит. деятеле, см. соотв. ст. Две ветви рода М. поступили в русское подданство, и за ними признан княжеский титул.

Маврокордато Александр

(1791-1865) — выдающийся деятель греческого восстания, был сначала секретарем у своего дяди, господаря валахского Иоанна Караджи, потом посещал западноевроп. университеты и приобрел довольно разнообразное образование и горячую симпатию к Англии и английским порядкам. В 1821 г., при первых признаках революционного движения на родине, он организовал восстание в Миссолонги и созвал туда съезд революционеров, на котором Средняя и Сев. Греция была разделена на два военно-революционные округа; во главе одного из них, западного, был поставлен М. Он же был президентом первого греческого национального собрания в Эпидавре (январь 1822) и президентом назначенного им правительства. На собрании и потом во все время борьбы за освобождение М. стоял во главе городской "партии порядка". Он стремился к правильной, до некоторой степени централизованной системе управления, к введению по возможности правильной системы представительства, к организации регулярного войска. Уже своим внешним видом, своим европейскими фраком и цилиндром, своими очками, своими изысканными манерами он возбуждал ненависть той партии, во главе которой стоял Колокотрони. М. участвовал в несчастной битве при Пете (1822), затем руководил геройской защитой Миссолонги. С 1823 г. вследствие усиления военной партии М. отказывался от важнейших политических должностей, не желая подавать повод к раздорам. На Трезенском собрании (1827) его имя многими называлось как имя желательного президента греческого правительства; но военная партия победила, и был избран Каподистрия. При въезде последнего в Грецию М. предоставил себя в его распоряжение и в течение некоторого времени занимал место в финансовом управлении; но, недовольный как финансовыми, так и административными мероприятиями президента, он подал в отставку и перешел в решительную оппозицию. После смерти Каподистрии он был вице-президентом национального собрания 1832 г. При короле Оттоне он был главой английской партии и несколько раз занимал различные министерские посты, в 1844 г. недолго был главой кабинета; был также посланником в Мюнхене, Берлине, Лондоне, Константинополе и Париже. В 1854 г. он сформировал кабинет, который просуществовал 17 месяцев. В начале 1860 гг. он ослеп. См. Legrand, "G éné alogie des Maurocordato" (Пар., 1886).

В. В-в.

Мавролико

Франческо (1494-1576) — род. в Мессине. Происходил от греческой семьи. Его отец, бывший византийский врач, сам занимался преподаванием многообещающему сыну естественных наук, астрономии и греческого языка. В возрасте 27 лет М. поступил в ряды католического духовенства и, чтобы доставить средства к жизни своим братьям, занял должность заведующего монетным делом. Из множества написанных им сочинений большая часть не появилась в печати и затем погибла. В распоряжении современной науки находятся только списки заглавий этих соч. (в книге "Maurolyci cosmographia", Венеция, 1543), а после смерти автора в сборнике, озаглавленном "Maurolyci opuscula mathematica" (Венеция, 1575). Из этих списков мы узнаем, что предметами учено-литературных работ М. были: математические науки, астрономия, гномоника, физика, метеорология, хронология, история, мифология, философия, богословие, история церкви, поэзия, грамматика и музыка. Выдающееся для своего времени значение имели из этих работ только принадлежащие к области физико-математических наук. За них автор получил от современников название "второго Архимеда". Работы эти состояли главным образом в переводе сочинений греческих математиков и в комментировании и даже дополнении некоторых из них. Вышедший в 1558 г. и теперь очень редкий сборник переводов М. содержит в себе "Сферику" Феодосия, "Сферику" Менелая, книгу Автолика о движущемся шаре, книгу Феодосия об обитаемой земле и "Феномены" Евклида; кроме того, в нем находится и самостоятельная работа автора, посвященная шару. Два важнейшие из переводов М. появились, впрочем, значительно позже. То были: перевод конических сечений Аполлония, напечатанный в 1654 г., и перевод сочинений Архимеда, изданный в Палермо в 1685 г. М. был первым из европейских математиков, пришедшим к идее о возможности восстановления некоторых из утраченных произведений математической литературы Древней Греции. Его главной попыткой в этом направлении было восстановление утраченных в греческом подлиннике 5, 6 и 7-й книг конических сечений Аполлония, которая, впрочем, не была удачной, что и обнаружилось из найденного позже арабского перевода первых 7 книг сочинения Аполлония. Эта попытка все-таки не лишена интереса, особенно в той своей части, которая занимается наибольшими и наименьшими величинами в их приложении к коническим сечениям. Из самостоятельных работ М. в области математических наук заслуживают упоминания произведенные им в 1548 г. и затем напечатанные при переводе сочинений Архимеда определения центров тяжести пирамиды, конуса и параболоида вращения. В метеорологии обращают на себя внимание наблюдения, произведенные М. главным образом над температурой и изложенные в недошедшем до нас его сочинении: "Compendium judiciariае.... exclusis superstitionibus", которое автор предназначал для земледельцев, врачей, моряков и солдат. В астрономии ему принадлежат, кроме нескольких сочинений по космографии: работы по теории и движению светил, трактат об употребляемых в его время астрономических инструментах с присоединением их истории, новый метод измерения Земли, вызванный впоследствии из забвения Пикаром при его измерении дуги меридиана, и несколько довольно ценных наблюдений, к числу которых, может быть, следует отнести также и приписываемое М. некоторыми писателями первое, опередившее Тихо Браге на 3 дня, наблюдение над знаменитой, внезапно появившейся в 1572 г. и затем так же внезапно исчезнувшей звездой в созвездии Кассиопеи. В его книге "De luminе et umbra" (Lugduni, 1613) содержатся: не совсем удачная попытка объяснения радуги, исследования по теории зрения, объяснение действия очков, работы по изучению чечевиц, выпуклых и вогнутых зеркал и вообще объяснение главных явлений катоптрики и диоптрики. Кроме того, в этой же книге изложены интересные наблюдения над лучистой теплотой и по фотометрии и описание каустических кривых. Известность в науке, приобретенная М., доставила ему обширные связи в мире знаменитостей эпохи, а его обширные и разносторонние сведения открыли перед ним широкое поле практической деятельности. Он руководил постройкой укреплений родного города, давал полезные советы в государственных делах вице-королю Сицилии Иоанну де Вега, занимал кафедру математики в Мессине. См. "Похвальное слово" аббата Счины (Scina, "Elogio", Палермо, 1808) и сочинение Foresta, "Della vita di F. Mauroliсо" (Мессина, 1613). Более краткое изложение биографии М. см. у Libri, "Histoire des sciences math é matiques en Italie" (П., 1840, т. III, стр. 102-118).

В. В. Бобынин.

Мавромихали

— семья деятелей новой Греции, родом из Майны. Петро М., майнотский бей, более известный под именем Петро-бей (род. в начале 1760 гг. — 1848), спасся вместе со своим родственником Иоанном М. во время погрома в Майне, вызванного восстанием 1770 г., в котором приняли участие и погибли несколько членов его семьи. М. поступил на турецкую службу, получил титул бея и приобрел на родине громадный, почти царский авторитет. В 1818 г. он сделался членом гетерии, а в 1821 г. был одним из первых, открыто примкнувших к восстанию; был членом пелопоннесского сената, потом всех национальных собраний. В 1823 г. он был избран президентом временного правительства; тогда он принадлежал к "партии порядка". Через несколько месяцев он перешел на сторону Колокотрони и немало содействовал возбуждению тех междоусобных распрей, которые чуть не погубили дело восстания. В 1827 г. он был членом триумвирата, управлявшего до прибытия Каподистрии и передавшего ему власть. Когда обнаружились централистические и бюрократические идеалы Каподистрии, грозившие Майне полным уничтожением дорогой для нее самостоятельности, М. решительно разорвал с Каподистрией. На Майне вспыхнуло восстание, в котором принимали участие некоторые ближайшие родственники М. Каподистрия замешал в это дело Петро-бея и посадил его в тюрьму. По ходатайству русского адмирала Рикорда он обещал ему свободу, если М. подаст письменное заявление о раскаянии, но М. отказался. После смерти Каподистрии он был освобожден, был членом на национальном собрании 1832 г., а потом членом сената. Георг М., сын предыдущего, принимал участие в восстании, отличился при защите Миссолонги. Когда его отец был посажен в тюрьму, то он вместе с дядей Константином в качестве уроженцев Майны, где еще господствовала кровавая месть, решили отомстить Каподистрии и убили его. Константина толпа растерзала на месте, а Георг скрылся во французском посольстве, но был выдан и приговорен военным судом к смертной казни.

В. В-в.

Маврон-орос

("Черная гора") — нагорье в нынешней Греции к С. от Киллены в номархиях Арголиде и Коринфии; 1759 м над уровнем моря.

Маврос

— русский графский род, происходящий с о-ва Родоса, откуда предки его переселились на о-в Мальту, а в 1650 г. в Молдавию. Георгий М. был господарем Молдавии (1785); сын его Николай († 1868) в 1828 г. перешел в русскую службу. Род М. внесен в V ч. род. кн. Виленской губ.

В. Р.

Мавры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маг Северный

(Magus im Norden) — псевдоним Гаманна (см.).

Магypa

также Спишская или Ципская — магурский отрог центральных Карпат, простирающийся от Здярского прохода (1072 м) до слияния pp. Попрада и Дунайца ниже Старого Сандеца. Высота отрога 900-1200 м.

Магабхарата

Статья большая, находится на отдельной странице.

Магабхашья

(Mahâ-bhâ shya = "великий комментарий") — комментарий индийского грамматика Патанджали на знаменитую грамматику Панини, имеющий главной целью защиту этого труда от нападок другого грамматика, Катьяны. Последнее изд. — Кильгорна (Vy â karana-M., Бомбей, 1878-85, в "Bombay Sanscrit Series"). Монографии о М.: А. Вебера, "On the M." ("Indian Antiquary", Бомбей, 1877, октябрь); его же, "Das M. des Patanjali" (в ХIII т. "Indische Studien", 1873); Kielhorn, статья в "Indian Antiquary" (1876, август) и монография "K âtyâ yana and Patanjali etc." (Бомбей, 1876); Бхандаркар, "On the relation of K âtyâyana to Pânini and of Patanjali to Kâtyâ yana" ("Ind. Antiquary", 1876, декабрь) и др.

С. Б-ч.

Магаванша

(Mahavanç a) — индийская хроника, принадлежащая Маганаме (Mah ânâ ma) и написанная (на языке пали) около 480 г. по Р. Х. Это один из важнейших индийских исторических источников, особенное значение имеющий для истории южного буддизма. См. Snyder, "Der Commentar und die Text ü berlieferung des М." (Б., 1891).

Магавли

Иоганн-Филипп-Христоф — лейб-окулист, род. в 1831 г. близ Риги; медицинское образование получил в Дерптском унив. (1850-55). С 1855 г. ассистент терапевтической клиники в Дерпте, степень доктора медицины получил в 1856 г. Затем изучал медицину в Вюрцбурге, Вене, Праге, Париже и Берлине. В 1859 г. возвратился из-за границы и занялся глазной практикой в СПб., чем и получил известность. С 1859 по 1878 г. ординатор, а затем директор и главный врач спб. глазной больницы.

Магавли (дополнение к статье)

(Иоганн Филипп Христоф) — лейб-окулист; умер в 1899 г.

Магадева

— прозвище индийского бога Шивы (Mah â deva — великий бог). Это же имя носит один из Рудра (см.), грозных богов ветра.

Магадеви

(Mahâdevî — великая богиня) — одно из имен супруги индийского бога Шивы, Деви или Парвати.

Магадис

— древний греческий струнный инструмент, род большой кифары (см.) или барбитона, с 20 струнами, из которых 10 более коротких строились октавой выше 10-ти более длинных. "Магадизировать" — значило петь или играть в октавах. М. называлась тоже двойная флейта.

Н. С.

Магадха

— страна и царство в древней Индии, на месте теперешнего Южного Бехара. Царство М. существовало с 350 г. до Р. Х. до 450 г. по Р. Х.; столицей его был г. Раджагрха. Впервые М. упоминается уже в Атхарва-веде.

С. Б-ч.

Магазин иностранной литературы

— ежемесячный журнал, издававшийся под редакцией А. Афанасьева-Чужбинского в СПб. в 1873 — 1874 гг.

Магазин сопротивлений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Магазин, название периодич. изданий

1) "М. английских, французских и немецких новых мод" — первый модный журнал в России, выходил в Москве, ежемесячно, с апреля по декабрь 1791 г. 2) "М. землеведения и путешествий" — географический сборник, издававшийся в Москве в 1852-60 гг. Н. Фроловым. Здесь были переведены, между прочим, "Воззрения на природу" А. Гумбольдта; "Идеи о сравнительном землеведении" К. Риттера. 3) "М. музыкальных увеселений" — сборник, выходивший в Москве в 1795 г. Сохранилась только первая его часть (14 пьес). 4) "М. натуральной истории, физики и химии" — журнал, выходивший в Москве под редакцией А. А. Прокоповича-Антонского, в виде приложения к "Моск. ведомостям", в 1788 и 1789 гг. — два раза в неделю, а в 1790 г. — еженедельно. 5) "М. общеполезных знаний и изобретений с присовокуплением Модного журнала, раскрашенных рисунков и музыкальных нот" — ежемесячный журнал, издававшийся в 1795 г. И. Д. Герстенбергом в Москве. 6) . свободно-каменьщической" — издание моск. мартинистов. Выходил в Москве, в 1784 г.; продавался только одним масонам. Вышли только две части первого тома; третья его часть, оставшись недопечатанной, не была выпущена в свет и составляет большую библиографическую редкость.

Магазинер

Марк Яковлевич — доктор медицины († 1858 г.). участвовал в сражениях при Бородине, Лейпциге, Париже, затем оказал многостороннюю и административную деятельность. Автор популярных медиц. трудов: "Лечение болезней, происходящих от пьянства" (СПб., 1854), "О надежнейшем врачебном средстве отучать людей от пьянства и запоя" (СПб., 1837), "Памятная судебно-медиц. книжка" (2-е изд. СПб., 1852), "О домашней посуде в отношении к здоровью" (СПб., 1841), "Токсикологическая карта, или новейшее обозрение отрав" (Киев, 1831) и много статей в периодических изданиях по статистике и гигиене.

Магазинное или повторительное оружие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Магазинное продовольствие

— система продовольствия войск, в военное время, исключительно из магазинов, устраиваемых на театре военных действий. До XVII в. правильной организации продовольствия войск на войне не придавалось значения, а солдатам предоставлялось добывать продовольствие собственным попечением, на счет жалованья, что вело к полному разорению местного населения. С увеличением армии этот порядок сделался невозможным и в интересах войск, так как продовольственные средства местного населения весьма быстро исчезали. Поэтому возникла мысль перед началом военных действий устраивать на базисе магазины с хлебопекарнями при них, а затем, по мере удаления от базиса, выдвигать сначала подвижные пекарни со складными печами и девятидневным запасом муки, а потом и магазины, наблюдая, чтобы расстояние между войсками и пекарнями не превышало двух переходов, а между пекарнями и магазинами — трех. Наибольшего господства система М. продовольствия достигла при Фридрихе Великом. Существенный ее недостаток состоит в том, что она уменьшает подвижность войск, являющуюся на войне одним из главнейших условий успеха. Вследствие этого с эпохи Наполеоновских войн главным способом продовольствия стал вместо магазинного реквизиционный (см.). Исключительное значение за М. продовольствием ныне признается лишь в случаях ведения войны в пустыне; во всех остальных современные стратеги считают его способом вспомогательным, но отнюдь не единственным и даже не главным.

К.-К.

Магазины военные

1) Продовольственные — для хранения продовольственных припасов, постоянные и учреждаемые в военное время. Первые по вместимости и годовой пропорции (от 5 до 50 тыс. четвертей для округов Европейской России, для отдаленных округов — от 1 до 30 тыс. чет.) разделяются на четыре класса. Каждый М. находится в заведовании особого смотрителя, в помощь которому назначаются старшие и младшие вахтера (из нижних чинов). Вторые разделяются на главные — учреждаемые в стратегических пунктах, расходные — для текущего довольствия войск, и этапные — на путях сообщения. 2) Вещевые — составные части, по сортам хранимого имущества, вещевых интендантских складов. 3) Завозные — для хранения вещей до приема их от подрядчиков. 4) Артиллерийские — двух родов: учреждаемые в местах расположения технических артиллерийских заведений для хранения тех предметов, которые не могут быть немедленно отправлены в окружные склады, и особые временные, открываемые по мере надобности, в видах скорейшего снабжения предметами артиллерийского довольствия войск, расположенных далеко от окружных складов. 5) Пороховые — в крепостях, для хранения запаса пороха до 12 тыс. пд. См. Св. В. П., кн. ХII и ХIII.

К.-К.

Магазины универсальные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Магазы

— горная рч. Томской губ., Кузнецкого окр., левый приток р. Балыксы, притока р. Томи. В долине этой речки расположены четыре золотосодержащих прииска. Господствующие здесь горные породы — известняки и глинистые сланцы. В 1894 г. добыто здесь золота 23 пд. 37 фн.; рабоч. состояло 600 чел.

Магакала

(Mahâ-kâ la — великое время) — в индийской мифологии: 1) имя Шивы как бога разрушителя; 2) один из 12 великих Линга (см.); 3) начальник Гана (Ganas), или низших божеств, составляющих свиту Шивы.

Магал

(татар.) — округ, провинция. При персид. правительстве на Кавказе каждое ханство делилось на несколько М.

Магалат

— см . Ханд.

Магаловы

1) княжеский род, происходящий от гофмаршала грузинского царя Назара-Али-хана, Амилбара Магалатвили (1701), и внесенный в V ч. род. кн. Тифлисской губ.; 2) дворянский род, восходящий к концу XIV века и внесенный в VI ч. род. кн. той же губ.

Магальянес

(Magallanes, Магелланова земля) — территория южно-амер. республики Чили, оспариваемая Аргентинской республикой; находится по обе стороны Магелланова прол., на материке и Огненной Земле, и не имеет определенных границ (приблизительно от 47° ю. ш. до мыса Горна). Ок. 195000 кв. км, с населением в 328 3 ч. (1893), которое по большей части живет в г. Пунта-Аренас. На границе с Аргентиной здесь много вулканов: Фитс-Рой (2130 м), Пэйн (1777 м), Стокс (1950 м). М. включает о-ва: Веллингтон, Ганновер, архипелаг Аделаиды, Землю Короля Вильгельма IV, Дезолэшион-Ланд, Св. Инес, Кларенс и др. На З. Огненной Земли поднимаются Сармиенто (2070 м) и Дарвин (2100 м). Климат М. дождливый и сырой; снега в горах много, ледники доходят до моря. Главн. занятие жит. — овцеводство; на местах, защищенных от ветра, возделывают рожь, ячмень, картофель и овощи. Торговля лесом с Аргентиной и рыболовство едва зарождаются, но имеют серьезное будущее.

Магальянс

или Магельенс (Domingo José Gonçalves de Magalhã es, 1811-1882) — бразильский поэт, был бразильским посланником в Вене и Вашингтоне. Его "Poesias" (Pиo-де-Жанейро, 1832) написаны еще под влиянием ложноклассицизма, но его "Suspiros е Saudades" (Париж, 1835) знаменуют собой начало новобразильской поэзии. Большой известности достиг он своими "Mysterios" — философско-поэтическими размышлениями. Любовные песни содержит его сборник "Urania" (Вена, 1832). Его трагедии "Antonio Jos é " и "Olgiato" (1839 и 1842) — первые по времени в бразильской литературе. Наиболее известен его эпос: "A Confedera çã o dos Tamoyos" (1857), в котором он воспевает борьбу свободных индейских племен Бразилии с португальцами и основание Pиo-де-Жанейро. Он написал еще "Ensaio sobre a historia litteraria do Brazil" (П. 1834) и "Factos do espirito humano" (П., 1858). Собрание его сочин. — "Obras completas" (П., 1864-65). Ср. Бразильская литература.

Маган

— отдаленная южная страна, нередко упоминаемая в летописях и надписях ассирийских и вавилонских царей. Положение ее с точностью неизвестно; искать ее надо в Аравии, может быть, у Синая.

Маганади

(Mahanà di, Большая р.) — р. Передней Индии, берет начало под 20° 10' с. ш. и 82° в. д. в южной области Центральной провинции и впадает в Бенгальский залив многими рукавами, после течения в 830 км дл.; при помощи сети каналов употребляется для целей орошения.

Маганой-Сити

(Mahanoy-City) — г. в сев.-а. шт. Пенсильвании, в центре каменноугольной области; разработка копей антрацита. Жит. 11286.

Магапралая

(Mahâ -pralaya — великая гибель) — в индийской мифологии полное разрушение вселенной в конце кальпы (см.), когда семь миров (lokas) с их обитателями — людьми, святыми, богами и самим Брахмой — подвергаются абсолютному уничтожению.

Магапураны

(Mahâ-purâ nas — великие Пураны) — эпитет, прилагаемый индусами к двум главным Пуранам (см.), наиболее почитаемым вишнуитами — Вишну Пуране и Бхагавата Пуране.

Магапуруша

(Mahâ -purusha — великий или высший человек, собственно "мужчина") — верховный дух в индийской мифологии. Одно из имен бога Вишну (см.).

Магараджа

— 1) индусский князь (Mâhârajâ — великий царь); высший титул из доступных индусу. В Пуранах и других индусских памятниках этот титул прилагается первично к правителю обширного индийского царства, охватывавшего во II в. по Р. Х. большую часть Индии, Малакку, Суматру и соседние о-ва. В современных вассальных государствах Индии его носят некоторые правители, принявшие его сами или получившие от брит. правительства. Таковы М. Гвалиора, Индора, Траванкора, Визьянаграма и др. — 2) Почетный титул верховного жреца в индусской вишнуитской секте Валлабхачарья или Гокуластха, основанной в XVI в. брахманом Валлабха Ачарья (см.). Главари этой секты считаются прямыми потомками ее основателя; верующие должны отдавать им тело, душу и именье. Женщины, принадлежащие к секте, считают за высшее блаженство, если М. отличают их для служения своим похотям. Сенсационный процесс, разыгравшийся перед верховным судом в 1861 г., доказал, что М. не пренебрегают своими правами. См. анонимную "History of the Sect of Mah ârâjas or Vallabhâchâryas in Western Ind ia" (Л., 1865).

С. Б-ч.

Магараджика

(Mahârâ jikas) — в индийской мифологии особый класс низших божеств, которых насчитывают от 220 до 236.

Магараджих

— селение в 10 в. к Ю.З. от Карса. 13 мая 1877 г. у М. происходило дело между нашим конным отрядом (18 эскадр. и сотен с 16 оруд.) и вышедшими из Карса турецкими войсками, намеревавшимися отрезать этот отряд от главной колонны генер. Геймана (см.), направленной на эрзерумскую дорогу. Огонь нашей артиллерии, драгун и казаков остановил неприятеля, который в 6 ч. вечера отступил в Карс.

Магаратты

— см. Магратты.

Магарачь

— урочище Таврической губ., Ялтинского у., в 5 в. от у. г.; занято частновладельческими дачами и обширным казенным виноградником (260 сортов лоз), принадлежащим Никитскому училищу садоводства и виноделия (см.).

Магарашевич

Георг — серб. писатель (1793-1830). Из трудов его известны: "Словарь латино-немецко-сербский" (до Interеа; рукопись принадлежит обществу "Матица"), "Кратка всемирна история" (Буд., 1831), "История славенскогъ и србског народа", "История найважнии политичны Европейскы приключения от Виенскогъ мира 1809 до 1821 ", "Нове историческе памятодостойности живота Наполеона Бонапарте" (с нем. Буд., 1822), "Дух списания Доситеевы" (Буд., 1830).

Магараштра

(Mahâ-râ shtra — великое царство, страна, народ) — древнее индийское название страны маграттов (см.) или маратхов. Как торговый пункт, в этой области славился в древности г. Тагара (вероятно вблизи нынешнего Доулатабада). По имени этой страны называется и один из главных среднеиндийских или пракритских диалектов — магараштри (Maharâshtrî), предок новоиндийского языка маратхи (см.). См. Jacobi, "Ausgew ählte Erzählungen in Mahârâshtrî " (Лпц., 1886: грамматика, тексты, глоссарий).

С. Б-ч.

Магарбал

(Maharbal) — карфагенский полководец; оказал большие услуги Ганнибалу во 2-ю Пуническую войну в качестве начальника конницы; в битве при Каннах командовал правым флангом Карфагенской линии. Он сказал Ганнибалу известные горькие слова: "vincere scis, victoria uti nescis" — "ты умеешь побеждать, но пользоваться победой не умеешь".

Магарши

(скр. Mah â -rshi) — великие мудрецы индийской мифологии (см. Рши).

Магас

(греч.) — подставка в струнных инструментах.

Магаффи

(John-Pentland Mah affy, род. 1839) — английский ученый, профессор древней истории в Дублине. Сочинения его: "Twelve Lectures on Primitive Civilisation" (1868), "Prolegomena to Ancient History" (1879), "Greek Social Life from Homer to Menander" (5 изд., 1880), "Greek Antiqu i ties" (1876), "A History of Classical Greek Literature" (1880, 2 изд., 1883), "The Story of Alexander's Empire" (1886), "The Greek World under Roman Sway" (1890) и др. На русский язык переведена его "История классического периода греческой литературы" (М., 1882-83).

Магаюга

(санскр. Mah â yuga) — великая юга (см.): в индийской мифологической хронологии период времени, состоящий из 4320000 лет и равный половине кальпы (см.). Другой термин для М. — Манвантара.

Магглинген

(Magglingen) — климатическая станция в Швейцарии, в южной цепи Бернской Юры, на высоте 900 м над ур. м.

Магдажалина

или Маджалина — мыс Приморской обл., на сев.-вост. берегу Удской губы. Отвесный мыс более 700 фт. высоты.

Магдала пигмент

— см. Краски органические искусственные.

Магдала, город

(Magdala, по-еврейски Midgal-Еl — "башня Божия") — город, родина Марии Магдалины, лежал на зап. берегу Тивериадского оз., на южн. конце плодородной Генисаретской равнины; в древности, вероятно, здесь возвышалась башня, давшая название городу. Теперь на месте М. магометанская деревушка Эль-Маджель.

Магдала, крепость

(Magdala) — прежняя горная крепость во внутренней Абиссинии, в 190 км на Ю.В. от Гондара, в горах Амба, поднимающихся от долины Бешило, притока Голубого Нила, до 3000 м над ур. моря. М. была укреплена абиссинским негусом Феодором во время его войны с Англией; 13 апреля 1868 г. взята и разрушена до основания англичанами под предводительством сэра Роберта Непира.

Магдала, магдалинские пределы

(евр. "башня, возвышенное, укрепленное место, крепость"). Город М. (ныне Медждель) лежит на западном берегу озера Геннисаретского, несколько ниже Тивериады, в бывшей области колена Нефеалимова, невдалеке от Капернаума. М. была некогда важным, укрепленным городом. Оттуда происходила Мария Магдалина. Иисус Христос был в М., но недолго оставался там. Книжники, фарисеи и саддукеи не давали Ему покоя; это побудило Его удалиться в Вифсаиду (Матф. XV, 39, XVI, 1 — 4; Марк. VIII, 10 — 13).

Предыдущая страница Следующая страница