Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Л" (часть 34, Лов - Лож)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Л" (часть 34, Лов - Лож)

Предыдущая страница Следующая страница

Ловеров бугорок

— см. Сердце.

Ловецкий

(Алексей Леонтьевич, 1787-1840) — врач и натуралист. В 1815 г. удостоен докторской степени; с 1816 г. — адъюнкт минералогии и зоологии. Преподавал с 1824 г. в московском университете естественную историю, служа и в медико-хирургической академии, где в 1826 г. утвержден ординарным профессором минералогии и зоологии, а в 1828 г. — ординарным же профессором минералогии и сельского хозяйства. Наконец, в 1833 г. перемещен в академию на кафедру физиологии и патологии, а в 1834 г. в университет на кафедру натуральной истории, при чем ему поручено заведование музеем. В свое время Л. считался выдающимся профессором: в зоологии он преимущественно руководился взглядами Мильн-Эдварса и Брока; в сельском хозяйстве — воззрениями Теэра и Павлова. Из многих его сочинений упомянем: по зоологии — "Diagnosis piscium etc." ("Nouv. M émoir. de la Société Imp. des Naturalistes de Moscou", т. III), "Наблюдения профессора Эренберга над наливчатыми животными" ("Уч. Зап. Моск. Ун.", 1836, № 3), "Краткое начертание естественной истории" (М., 1823-27, две части; 2-е изд. 1838-40; долго служило руководством в акд. и унив.), "Enthelmintognosia physico-medica corporis humani" (M., 1834), "О микроскопической глисте Trichina spiralis" ("Терапевтич. Журн.", 1837, № 6) и др. По физиологии: — "О существовании электрич. токов, составляющих кислотности и щелочности в телах органических" ("Уч. Зап. Моск. Ун.", 1835, № 1) "О температуре органических тел" (ib., № 11), "О развитии света в телах органических" (ib., 1836, № 10). По минералогии "Ориктогнозия" (М., 1827). По патологии — "О холере" (М., 1832; описанию болезни предшествует учение о поветриях и заразах). По сельскому хозяйству — "Об условиях, способствующих произрастанию растений вообще и в особенности экономических" (М., 1829). Кроме того перевел и редактировал много сочинений по естественным наукам.

В. К.

Ловиза, город Нюландской губернии

(Lovisa по-шведски, Loviisa по-фински) — небольшой город Нюландской губернии, на берегу Финского залива, при заливе Перно (Pern å). Вывоз дерева и зернового хлеба. Жителей (1892) 1798, почти все шведы. Морские купанья. Промышленных заведений было в 1891 г. 34 с 125 рабочими и валовой ценностью производства около 433 тыс. марок. Купцов 20. Сумма таможенных сборов в 1892 г. 155168 марок, сумма доходов города в 1891 г. 82875 марок, расходов 74725 мар. Элементарная шведская школа для детей обоего пола; низшая ремесленная школа с преподаванием на шведском и финском языках. Л. основана в 1745 г. под названием Деирбю, а в 1752 г. переименована в Л. в честь королевы Луизы-Ульрики. Поблизости находятся развалины крепости Свартхольм.

Ловиза, шведская королева

(Луиза-Ульрика, 1720-1782) — жена шведского короля Адольфа-Фридриха, дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма I. С прекрасным образованием она соединяла большие способности и твердую волю. Из политических соображений Фридрих Великий, брат ее, согласился на ее брак с швед. королем. Король сразу подпал под сильное влияние Л. Стремление ее усилить монархическую власть, служение прусским интересам, вмешательство во все государственные дела вызвали против нее сильное неудовольствие шведской аристократии. Первая попытка нарушить конституцию, которою руководила королева, в 1756 г. окончилась неудачею. По смерти короля Л. пришлось выдержать не раз столкновения и с своим сыном, Густавом III. Она покровительствовала умственному движению в Швеции, содействовала открытию академии наук, украсила Дротнингольм многими прекрасными постройками.

Ловиц, Георг Мориц

(Georg Moritz Lowitz, 1722-1774) — русский астроном и член спб. академии наук, сперва простой рисовальщик карт в Нюренберге; затмение 1848 г. обратило его к астрономии. В 1754 г. он был уже помощником Тобиаса Майера в Геттингене, а в 1767 г. приглашен в СПб. Как член академии Л. совершил несколько путешествий по южной России и наблюдал прохождение Венеры перед диском солнца в Гурьеве. В 1774 г. Л. попал в плен к Пугачеву и был повешен, причем пропали все рукописи и журналы ученого путешественника.

В. В. В.

Ловиц, Товия

(1757-1804) — химик. Прибыл в Россию с отцом, Георгом Л. (см.), но случайно спасся от его трагической участи. Учился в академической гимназии, затем был аптекарем, в 1790 г. назначен адъюнктом химии спб. акд. наук, в 1798 г. утвержден академиком. Кроме многочисленных статей в "Krell's Annalen", в "Nova Acta Academiae"; в "Трудах Вольно-Экономич. Общества" и "Технологическом Журнале", Л. написал: "Anzeige eines neuen Mittel s Wasser auf See reisen vor den Verderben zu bewahren und faules Wasser wieder trinkbar zu machen" (СПб., 1790), "Опыты очищения грубой селитры угольями" (СПб., 1792), "Показание нового способа изготовить уксусную кислоту" (СПб., 1800).

Лович, Иоанна

(или Жаннета Антоновна, княгиня, урожденная графиня Грудзинская) — морганатическая супруга цесаревича Константина Павловича. Род. в 1795 г. в Познани. Училась в Варшаве, в пансионе франц. Воше; главным ее руководителем был просвещенный аббат Малерб. Цесаревич, увидев молодую красавицу, почувствовал к ней такое страстное влечение, что в течение пяти лет лелеял мысль о браке, который и был совершен 12 мая 1820 г. в Варшаве. По манифесту 8 июля 1820 г. супруге цесаревича был дан титул княгини Ловичской (по имени пожалованного цесаревичу имения Лович, см.). Своими личными качествами она приобрела расположение членов императорской семьи. Она отличалась замечательным тактом, отстранялась от вмешательства в политику и умела смирять порывы своего вспыльчивого супруга. Во время польской смуты она окружала цесаревича попечениями; больная, сопровождала его на театр войны, а когда цесаревич скончался, стала чахнуть. 17 ноября 1831 г. ее не стало. Княгиня Л. погребена в Царском селе, в склепе католической церкви. Ср. Е. П. Карнович, "Цесаревич Константин Павлович" ("Русская Старина", 1877-78).

Лович, уездный город Варшавской губернии

— уездный город Варшавской губернии, на правом берегу реки Бзуры, в 72 вер. от Варшавы; один из древнейших польских городов, возникший около XI столетия. В 1355 г. гнезненский архиепископ построил замок в деревне Л., которую возвел на степень города, ставшего затем столицею княжества Ловичского. Несколько раз здесь собирались сеймы и диоцезиальные синоды. Л. много пострадал от войн XVII и смут XVIII в. и начал развиваться лишь после присоединения к России; в настоящее время принадлежит к числу промышленных городов края. Домов 1090, жителей 9590 (4696 жнщ.): 299 православных, 5620 католиков, 310 протестантов, 3352 евреев, прочих исповеданий 9. Местность низменная, болотистая. Католический собор, в котором покоятся тела 10 примасов; несколько других костелов, монастырь бернардинок, реальное училище, женская прогимназия, госпиталь, заводы свечной и мыловаренный, кожевенный, уксусный, маслобойный, паровая мукомольная мельница, фабрикация пряников; 6 ярмарок. Доход города Л. 14970 руб., расход 13145 руб., в том числе на управление 5650 руб., на народное образование 1130 р.

Л. В.

Ловичское княжество

— в Варшавской губ. Под этим названием известно несколько десятков имений, расположенных в уездах Ловичском, Скерневицком и Сохачевском и составлявших собственность архиепископов гнезденских. Император Александр I пожаловал княжество цесаревичу Константину Павловичу. После его кончины княжество поступило в ведение министерства двора. Местные жители, которых называют здесь "księzaki", носят войлочные шляпы с широкими полями, голубые кафтаны и красные шаровары. Они занимаются разведением прекрасной породы лошадей. Огромные леса, из коих особенно славятся Иловские (Сохачевского у.).

Л. В.

Ловля дичи

— производится или для потребления ее, или для перевозки в другие местности с целью акклиматизирования и вообще размножения ее. До последнего времени большая часть продававшейся на рынках дичи добывалась всевозможными ловушками; такой способ промысла даже на С и СВ России, несмотря на редкое население и огромные лесные пространства, привел к тому, что, по официальным сведениям, прежний охотничий заработок уменьшился там более чем в три раза: около половины попадавшейся в ловушки дичи делалась добычею разного рода хищников. Ныне ловля какими бы то ни было способами (петлями, силками, тенетами, шатрами, капканами и т. п.) глухарей, тетеревей, рябчиков, куропаток, турачей, фазанов и диких коз (по правилам 3 февраля 1892 г.), а в губерниях Курляндской и Царства Польского — всякой вообще дичи, воспрещается в течение всего года, причем в случае обнаружения охоты запрещенными способами орудия ловли подлежат отобранию. В губерниях Курляндской и Царства Польского разрешается лишь Л. в зимнее время куропаток тенетами с целью выкорма и разведения; в остальных губерниях европейской России никакого исключения из приведенного выше общего правила не допускается. Тем не менее в Новгородской губ. вследствие близости ее к столицам с их многочисленными охотничьими обществами развился в последнее время значительный промысел вылавливания молодой пернатой дичи (преимущественно тетеревей, глухарей и куропаток), а также зайцев, для выпуска их в подстоличных охотничьих угодиях.

С. Б.

Ловренчич, Николай

— хорват, иезуит, продолжатель с 1774 г. хроники Риттера (Павла Витезовича).

Ловренчич, Яков

— хорватский писатель; род. в Загребе в 1780 г.; автор ряда повестей, драматических сочинений и философских рассуждений в форме рассказов для юношества.

Ловрич

(Ян) — далматинский историк-этнограф XVIII в., род. в земле морлаков, жил в Падуе. Наиболее известны его "Osservationi di Giovanni L. sopra diversi pezzi del viaggio in Dalmazia del signor Abbate Alberto Fortis" (Венеция, 1776). Здесь Л. возражает аббату Фортису, который первый понял общеевропейское литературное значение южнославянской поэзии и составил подробное описание жизни и поэзии морлаков; Л. находит много неверностей в его суждениях и дает много любопытных дополнений о нравах и обычаях морлаков. Ср. А. Пыпин, "Первые слухи о серб. народ. поэзии" ("Вест. Европы", 1876, дек.).

Ловушка

— снаряды для добывания, живыми или мертвыми, всяких диких животных и птиц, основанные на глубоком знании их жизни и нравов. Для ловли дичи употребляются: башмаки, вентеря, ворота, давушки, клади, клетушки, кляпцы, кобылки, ковши, колоды, колпаки, коши, крючки, кузова, кулемы, обметы, падины, пасти, перевесы, песты, петли, плашки, поножи, пружки или подпружки, саки, самоловы, самострелы, сжимы, силки, слопцы, стульчики, ступы, тенета, тынки, черканы, шатры, ямы и др.; для ловли певчих птиц употребляются: западки, западни, лучки, понцы, самокрои, тайники и др.; хищные птицы ловятся в колпачные сети, кутни, туры и др. Некоторые Л. описаны отдельно.

Ловцов

(Сергей Павлович, 1823-1877) — ученый врач и публицист. Окончил в 1844 г. курс медицинского факультета в Москве, а в 1853 г. получил степень доктора медицины за диссертацию "De cura jodica". В 1859 г. послан с ученою целью на 3 года за границу, где работал у Вирхова, Гебры, Гоппе и др. По возвращении редактировал до 1865 г. "Военно-медицинский Журнал", а с этого времени до смерти — возникший в том же 1865 г. "Архив Судебной медицины и Общественной Гигиены". Новый журнал сразу занял выдающееся положение; впервые поставив на широкую почву общественно-санитарные вопросы, внес необычайное оживление в медицинскую журналистику, возбудил во врачах охоту к самостоятельным исследованиям в области судебной медицины и общественной гигиены. Л. по справедливости считается первым насадителем в России общественной гигиены. Бремя основания нового журнала совпало со введением земских учреждений, и он многое сделал для разработки вопросов земской медицины. Л. не только дал ряд отличных переводов, но и напечатал множество оригинальных статей, из которых многие до сих пор не потеряли интереса, как, напр., "О высшем образовании женщины", "Пределы познания природы", "Профессиональная и промышленная гигиена" (все 3 в "Вестнике Европы"), "Болезни рабочих" (в "Знании") и др.

Г. М. Г.

Ловцы

— село Рязанской губернии, Зарайского уезда. Жителей 3718, дворов 619, 2 православных церкви, 2 школы, богадельня, 6 лавок, базары еженедельно. В XVII в. Л. были дворцовым селом и вместо податей отпускали ко двору рыбу. Жители занимаются и теперь рыболовством. Пристань на реке Оке.

Ловча

или Ловеч — древний город в Болгарии, на обоих берегах реки Осмы при выходе ее из северных предгорий Троянского Балкана. В кампанию 1810 г. (17 октября) Л. была взята русскими войсками под начальством генерал-майора гр. Воронцова (см.), но по удалении его оттуда снова занята турками и сильно ими укреплена. Вторично взята была Л. 31 января 1811 г. отрядом генерал-адъютанта гр. Сен-При. В русско-турецкую войну 1877-78 гг. Л. еще в начале июля была занята небольшим конным отрядом полковника Жеребкова, который через несколько дней был вытеснен оттуда Рифатом-пашой, высланным из Плевны Османом-пашою. Последний справедливо придавал большое значение Л., так как обладание ею обеспечивало путь из Плевны в Софию, упрочивало связь с забалканскою тур. армиею и угрожало тылу русских войск как на Шипкинском перевале, так и под Плевною. Заняв город, Рифат-паша обнес его с сев. и вост. сторон многочисленными укреплениями, искусно примененными к местности. Около середины августа 1877 г., по прибытии к нам значительных подкреплений и по отражении атак Сулеймана-паши на Шипкинский перевал, в русской главной квартире решено было предпринять наступление против плевненского укрепленного лагеря, начав эту операцию с овладения Л. Последняя задача возложена была на г.-м. кн. Имеретинского с отрядом из 25 баталионов и 14 казачьих сотен при 92 орудиях. 22 августа русск. войска, разделенные на две колонны, под начальством г.-м. Скобелева 2 и г.-м. Добровольского атаковали вост. фронт тур. позиции и после полудня овладели всеми находившимися там укреплениями, а затем, перейдя на левый берег р. Осмы и заняв город, устремились на штурм главного неприятельского редута, воздвигнутого на дороге в Плевну. После ожесточенного боя редут был взят, и турец. войска бежали вразброд. Между тем Осман-паша, получив около полудня 22 авг. донесение от Рифата о трудности отстоять Л., сам двинулся на выручку его с отрядом из 20 батальонов и 3 батарей. Приблизившись утром 23-го к Л. и убедившись, что она уже занята значительными силами русских, он не решился атаковать их и возвратился в Плевну.

Ловчен

или Ловчин — гора в Черногории на границе Далматии, около 7500 фт. высоты.

Ловчие деревья

— срубленные деревья, которые раскладывают в лесах и садах, зараженных различными короедами (Tomicidae) для приманки этих жуков; см. Лубоеды.

Ловчие кольца

— один из приемов борьбы с некоторыми вредными насекомыми, заключающийся в том, что стволы деревьев обмазываются на небольшом протяжении кругом клеем, дегтем, смолой и другими клейкими веществами, которые препятствуют насекомым всползать на стволы; насекомые прилипают к Л. кольцам или остаются ниже их. Употребляются в садоводстве и лесоводстве против некоторых гусениц, напр. соснового шелкопряда. Применяются главным образом Л. кольца из так называемого гусеничного клея (см.); в особенности важны они в деле борьбы с бабочкой монашенкой (Psilura monacha). Против монашенки Л. кольца накладываются на стволы на высоте груди; сначала сглаживают кору особым скобелем и затем намазывают клей лопаточкой; ширина кольца около 3 см., толщина около 3 — 5 см.; кольца накладываются весной до вылупления гусениц из яичек, отложенных на стволах ниже колец, причем хороший клей не должен растекаться и может действовать все лето.

Ловчие птицы

— разделяются охотниками на благородных и неблагородных. Между благородными различаются: птицы высокого полета (haut-vol) и птицы низкого полета (bas-vol). К птицам высокого полета относятся сокола и кречета, отличающиеся свойством "бить сверху", т. е. низвергаться на добычу, схватывая её в момент удара или же только поражая ее острыми и твердыми полусжатыми когтями. К птицам низкого полета относятся ястреба, которые ловят добычу "в угон", догоняя ее и схватывая когтями (сзади, сверху, снизу или сбоку); вследствие этого ястреба могут ловить даже на земле и в кустах (почему употребляются, между прочим, для охоты на кроликов), сокола же и кречета требуют полного простора и открытой местности, отказываясь даже ловить в кустах. Орлы, коршуны, сарычи, осоеды и другие хищные птицы считаются неблагородными, хотя в Китае и у наших инородцев орлы (см. Беркуты) признаются лучшими ловчими птицами. Охота с Л. птицами известна с древнейших времен, колыбелью ее считается Индия; отсюда через Персию охота эта перешла на Балканский полуостров, где во времена Александра Македонского фракийцы уже употребляли для охоты прирученных хищных птиц. От фракийцев охота с Л. птицами проникла на крайний Запад — к кельтам, повсеместное же распространение ее начинается лишь с эпохи великого переселения народов (IV и V в.); усилившись со времени крестовых походов, охота эта достигла высшей степени совершенства в XIV столетии, после чего стала падать. В западной Европе в настоящее время она сохранилась еще в Англии, Голландии, Франции и, отчасти, Германии. В России охота с "ясными соколами", так часто упоминаемыми в былинах, сделалась известною также издавна и в продолжение многих веков была любимою потехою князей, бояр и государей. К XIV веку относится учреждение особых слуг великокняжеских — сокольников, промышлявших Л. птиц в Заволочье, на Печоре, Урале, Перми, в Сибири, а всего более по берегам Белого моря, особенно по Мурманскому, Зимнему и Терскому, и на Новой Земле. В 1550 г. в ряду придворных чинов явились новые звания: сокольничего и ловчего, а затем был утвержден и сокольничий приказ. Временем процветания у нас охоты с Л. птицами было царствование Алексея Михайловича, составившего знаменитый Урядник сокольничьего пути (см.). В его эпоху ловлею птиц занимались "помытчики", которые избирались из людей всех сословий и в вознаграждение за свои труды освобождались от других повинностей; для присмотра за помытчиками назначались "дети боярские добрые, которым кречатья ловля за обычай". Изловленные птицы отправлялись в Москву с самими помытчиками, которым давались строжайшие наказы о сбережении птиц. Со смерти царя Алексея Михайловича охота с Л. птицами стала угасать и в последний раз официально производилась при дворе в 1856 г. В восьмидесятых годах по инициативе К. П. Галлера (см.) в Петербурге образовалось "общество соколиных охотников", ныне уже распавшееся. В настоящее время охота с Л. птицами сохранилась у нас преимущественно у степных инородцев, у которых она пользуется большим почетом. Л. птицы, добытые из гнезда птенцами и выращенные дома, называются гнездарями, слетевшие уже с гнезда и пойманные осенью или весной — слетками, а перелинявшие на воле до их поимки — дикомытами. Кроме вынимания птенцов из гнезд, Л. птиц добывают кутнями, туром, колпачною сетью, схватнями или понцами, причем на приманку ("на вспарку") привязывается голубь или мелкая пташка, а также филин, к которому из ненависти слетаются днем всякие птицы. Кормят (мясом и свежеубитою птицею) птенцов 4-5 раз в день, слетков — 2 раза, а старых птиц 1 или 2 раза. Особенного попечения Л. птицы требуют весною, во время "мыти", т. е. линяния. Помещение для Л. птиц должно быть просторное, светлое, теплое и безусловно чистое. Необходимо предоставить им возможность движения. Каждую Л. птицу сажают на отдельный "стул" — полуаршинный обрубок, сверху обитый войлоком или сукном; к ввинченному в стуле кольцу привязывается "должик" — аршинный ремешок, прикрепляемый к надетым на ноги птицы "опутенкам" — замшевым кольцам. Об обучении Л. птиц см. Вынашивание; об охоте с Л. птицами см. Соколиная охота, Ястреб. См. Левшин, "Книга для охотников до звериной и птичьей ловли" (М. 1813, т. II); "Собрание писем царя Алекся Михайловича" (М. 1856); С. Т. Аксаков, "Охота с ястребом за перепелками" ("Полн. собр. соч.", изд. 1836 г. т. V); Корсаков, "Село Коломенское" (М. 1870); Данилов, "Заметки об видах ястребов и об охоте ястребом-перепелятником" ("Природа и Охота", 1878); К. П. Галлер, "Охота с соколами и ястребами" (ib., 1884-92); Энгельмейер "О соколиной охоте и Л. птицах" ("Охотничья Газета", 1891, 33) и нек. др.

С. В.

Ловчие рвы

— канавы, выкапываемые на пути различных вредных насекомых для преграждения доступа к известному участку или для поимки и уничтожения насекомых. Стенки ловчих рвов делают отвесными и гладкими, чтобы насекомые не могли из них выбраться. В Л. рвы загоняют саранчу и разных кобылок; Л. рвами окружают огороды, виноградники, участки полей и лесов против различных гусениц, нелетающих жуков и др.

Ловчий

— придворный чин с древнейших времен. Уже Владимир Мономах упоминает в своем "Поучении" о ловчем, соколином и ястребином наряде. Княжеские охотники являлись не только спутниками князей на охоте, но и властью. Князья для лова имели разных Л.: охотников, псарей, бобровников (см.), сокольников, подлазчиков, рыболовов, подледчиков, неводчиков. Для производства ловли они могли всюду разъезжать, кормиться на счет местных жителей и даже требовать их участия в охоте. Под 1289 г. в летописи читаем, что владимирский князь Мстислав Данилович определил брать "ловчее" с берестьян за их измену, т. е. сбор в пользу Л. Проф. Сергеевич ("Русс. Юрид. Древности", т. II) на основании этого места заключает, что в XIII в. только немногие места считались привилегированными, свободными от сбора "Л.", что эта привилегия отменялась за крамолу и что "ловчее" было неодинаково. Он приводит также некоторые акты XV-XVI вв., свидетельствующие о существовании пошлин в пользу Л. — вероятно, вместо натуральной повинности участия в охоте. Л. и сокольничие как заведующие звериными промыслами упоминаются в боярских книгах первые с 1509 г., а вторые с 1550 г., хотя уже в 1503 г. сокольничий М. С. Еропкин-Кляпик принимал участие в московском посольстве в Литву. Со времени появления сокольничего эта должность нередко соединялась в одном лице с должностью Л. В сокольничьи и Л. назначались люди неименитые, но некоторые из них, начав службу с Л., возвышались до думных дворян, окольничих и даже бояр. Таковы, напр., Нагие и Пушкины, достигшие боярства. Должность Л. соединялась и с некоторыми из ближайших высших и низших. Л. путь — старинный термин, означающий ведомство придворной охоты. См. гр. Толстой, "История финансовых учреждений в России" (СПб., 1848).

В. Р—в.

Ловчий — старший начальник и смотритель в псовой охоте, во всем ее составе и во всех отношениях, не исключая хозяйственного.

Ловягин

(Евграф Иванович) — до 1895 г. 48 лет сряду был бакалавром и профессором спб. духовной академии по кафедрам математики и греческого языка. Главные его труды: "О заслугах св. Афанасия Великого для церкви в борьбе с арианством" (СПб., 1850; магистерская диссертация); "Об отношении писателей классических к библейским, по воззрениям христианских апологетов" (СПб., 1872, докт. диссертация); "Храм св. Софии в Константинополе" (в "Духовной Беседе" за 1876 г. — обширное археологическое исследование, составленное на основании греческих первоисточников); "Разбор суждений новейших естествоиспытателей о Ноевом потопе" ("Христ. Чтение", 1861); "Разбор суждений новейших естествоиспытателей о земном шаре, в сравнении с учением Св. Писания о видимом мире" ("Хр. Чтение", 1859). Под редакцией Л. изданы в русском переводе два тома сочинений Федора Студита, несколько томов полного собрания сочинений Златоуста и собрание древних литургий.

Н. Б-в.

Лог

(Красный Лог, Курандин, Масальский тож) — село Воронежского уезда и губернии, в 50 верстах от губернского города. Дворов 912, жителей 4496. Школа, ярмарка с оборотом до 50 тыс. руб.

Логан, Вильям Эдмонд

(сэр Logan, 1798-1875) — геолог, родом из Верхней Канады; с 1840 г. начал ряд исследований геологического строения своей родины. В 1843-71 гг. он стоял во главе геологической комиссии в Канаде и, между прочим, с 1862 г. издавал "Геологию" Канады, которую Darey перевел на французский язык (Монреаль, 1864-5). Позже Л. издал еще ряд отчетов об успехах исследования страны.

Логан, Джон

(Logan, 1748-1788) — шотландский поэт. Написал гимны, вошедшие в сборник шотландской церкви, замечательную "Ode to the Cuckoo" (1770), "Poems" (1781; 2 изд. 1805, с биографией), трагедию "Runnamede" и др.

Логана

(Lohana) — многочисленное племя, оседлое в Синде с древнейших времен и сохранившее не только свою религию, но и большое значение (купцы и чиновники). Л. распространены также по Авганистану, Белуджистану и Аравии и, обогатившись там, возвращаются на родину. Большинство Л. — последователи индуизма (см.), лишь немногие — сикхи (см.); вообще они довольно индифферентны в своих верованиях и обычаях. Город их — Агхам Л. — лежит в 30 милях на ЮВ от Гайдерабада (в Синде) и прежде имел довольно большое значение, ныне утраченное. Л. особенно многочисленны в Дхате и Тальпуре. Прежде они были раджпутами (см.), но, занявшись торговлей, понизились до третьей касты (вайшья). В настоящее время Л. являются писцами и лавочниками и не брезгают никаким сколько-нибудь доходным промыслом.

С. Б-ч.

Логанаки

— гора в верховьях реки Курджипса, представляющая лучшие во всей Кубанской области горные пастбища, занимающие пространство более 7600 дес. Некоторые пункты этой местности поднимаются до высоты 8000 фт., и во многих углублениях их снег лежит в течение целого лета. Здесь растет только приземистая тощая травка, места же более низкие покрыты прекрасными альпийскими лугами. Обилие родников и ручьев с очень хорошей водой.

Н. Д.

Логановский

(Александр Васильевич) — один из лучших русских скульпторов. Сын священника, родился 22 марта 1812 г. и в 1821 г. поступил в воспитанники Императорской академии художеств, в которой ближайшим его наставником сделался В. Демут-Малиновский. Во время прохождения академического курса получил за успехи в рисовании и лепке малую и две большие серебряные медали. В 1833 г. окончил курс с званием художника XIV кл. и с малою золотою медалью, присужденною ему за вылепленный по программе барельеф "Гектор в ложнице Елены укоряет Париса за бездействие", но оставлен при акд. для дальнейшего усовершенствования. Два года спустя ему присуждена большая золотая медаль за прекрасную, полную правды и движения статую "Русского юноши, играющего в свайку" (гипсовый экземпляр находится в музее акд. худож.), которая обратила на молодого скульптора общее внимание и вместе со статуей Н. Пименова "Юноша, играющий в бабки" была приветствована стихами Пушкина. Получив с большою золотою медалью право на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии, Л. поселился в Риме и изваял здесь мраморную фигуру "Аббадона" для цесаревича, впоследствии импер. Александра Николаевича, и группу "Молодой киевлянин и река Днепр". Эти работы доставили ему в 1844 г. звание академика. По возвращении своем в следующем году в отечество он исполнил в СПб. два барельефа: "Избиение младенцев" и "Явление ангела пастырям", для Исакиевского собора; но главная его деятельность проявилась в Москве при украшении внешних стен храма Христа-Спасителя колоссальными рельефными образами и фигурами святых, замечательными по прекрасному рисунку, благородству композиции и силе лпки. Л. ум. в Москве 18 ноября 1855 г.

А. С-в.

Логанспорт

(Logansport) — город в североамериканском штате Индиана, при впадении р. Вабаш в Иль, на Вабаш-Эрийском канале. 15 церквей, 2 национальных банка; вагонные фабрики и железнодорожные мастерские; 7 периодических изданий, из них 2 на немецком языке. Торговля лесным товаром, зерном и свининой. Жителей 13338.

Логарифм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Логау

(Фридрих, барон Logau, 1604-1655) — немецкий эпиграмматист. Первый сборник его эпиграмм, "Reimen-Spr ü che", в числе 200 появился в 1638 г., второй, изданный под псевдонимом Salomon von Golaw, — в 1654 г. и заключал в себе 3553 эпиграммы. Современники мало ценили Л., но Лессинг обратил внимание на его выдающееся значение и обработал в сотрудничестве с Рамлером его эпиграммы. Л. был не только едким сатириком и тонко чувствующим юмористом, но и недюжинным поэтом. Эпиграммы его — краткие, меткие, остроумные — отражают мрачные социальные условия эпохи 30-летней войны и нравственную распущенность того времени. Новое издание — Г. Эйтнера (1872). Ср. Denker, "Ein Beitrag zur litterarischen W ürdigung Logau's" (1889).

Ф. Ф.

Логаэдические стихи

(versus logaoedi) — античный размер, в котором более определенные (сильнейшие) стопы чередуются с родственными им слабейшими (стоящми ближе к прозе), например дактили с хореями Логаэдические стихи и т. п.

Логвуд

— синоним кампеша (см. Деревья красильные).

Логгин, инок прилуцкого монастыря

— инок прилуцкого монастыря, жил во второй половине XVI в. Его описание жизни преподобного инока князя Игнатия († 1522) известно по многим спискам (Царского, № 134).

Логгин, преподобный коряжемский

— преподобный коряжемский, основатель и игумен Коряжемской обители; Л. скончался 10 февраля 1540 г.

Логгин, преподобный яренгский

— преподобный яренгский, ученик митрополита Филиппа, подвизался в Соловецком монастыре. В 1561 г. он вместе с иноком Иоанном погиб во время бури на Белом море. По нахождении их тел нетленными около села Яренги была построена обитель, отданная в ведение Соловецкого монастыря.

Логейя

(Loheja, Lohija, Lohaja) — самый северный портовый город в Йемене, в Аравии, в 100 км к С от Гобейды, на оконечности косы; сильно укреплен, имеет 8000 жителей, торгует кофе; гавань постепенно мелеет.

Логика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Логистика

— Некоторые военные писатели (Жомини, "Pr é cis de l'art de la guerre") производили это слово от французского "logis" (во Франции офицеры генерального штаба прежде назывались mar échal de logis, major-géné ral de logis) и под ним разумели часть тактики, занимающуюся организациею маршей, как вдали, так и вблизи от неприятеля. Другие писатели (Рюстов) производят слово Л. от греческого λογίτεϊν (рассчитывать, заключать) и понимают под ним всю техническую часть стратегии, задача которой состоит в том, чтобы создать для армии выгодное стратегическое положение относительно неприятеля. Ни в том, ни в другом смысле слово Л. в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления.

Логисты

(λογισταί) — так назывались в Афинах главные ревизоры, принимавшие от должностных лиц отчет в израсходованных ими общественных деньгах. В V в. они составляли, в числе 30, контрольную палату и обязаны были проверять, между прочим, суммы, вносимые гелленотамиями в сокровищницу Афины. В IV в., по Аристотелю, было 10 логистов, избиравшихся по жребию из совета. Помощниками их были евфины (см.). Л. выбирались сначала посредством хиротонии, потом — с помощью жребия. Они обязаны были в течение 30 дней после окончания службы должностных лиц сделать публикацию о том, что всякий, кто имеет жалобу на этих лиц, должен заявить о том. Если счеты были верны, а жалоб не поступало, Л. утверждали отчет. В противном случае учреждался суд, в котором Л. председательствовали, а синегоры (см.) являлись обвинителями со стороны государства; наконец, все дело предоставлялось окончательному решению суда гелиастов.

Логишин

— местечко Минской губернии, Пинского уезда; в XVII в. принадлежало Радзивиллам. Жителей 250, дворов 43; православная церковь, еврейский молитвенный дом, синагога, школа.

Логмозеро

— озеро Олонецкой губернии (см.).

Логографы

— Первые греческие историки до Геродота названы у Фукидида (I, 21,1) логографами и поныне так называются историками литературы. Родиной Л. была Иония и острова — место расцвета ранней поэзии и науки. По духу повествования Л. примыкают к Гомеру и эпикам, на что указывает и характер их языка. Обычными темами их сочинений были так назыв. "основания городов" (κτίσεις), генеалогии, описания обычаев отдельных народов и географических достопримечательностей. Сочинения Л. были общедоступны. В большинстве случаев они писали, желая увековечить славу какого-нибудь рода или прославить родной город, иногда же просто для того, чтобы поделиться с публикой интересными рассказами или фактами. Большую роль в их исторических и географических рассказах играл сказочный элемент, который они умели еще отделять от исторического. Рассказы Л. имели преимущественно местный, а не общий характер; Л. черпали из обильного источника народной саги, выбирая сюжеты, не затронутые еще поэтами, и излагали то, что слышали вокруг себя: отсюда простота повествования. Язык Л. был тот же, что и у ионических писателей, — ионический разговорный диалект. Особенно обилен сочинениями Л. (до 30-ти имен) V в., но они все погибли, кроме незначительных отрывков. Древнейшим из Л. был Кадм милетский (жил в середине VI в.), которого некоторые считали первым по времени прозаиком. Ему приписывали хронику под заглав.: "Κτίσις Μιλήτον καί τήςδλης Ίωνίας", в 4 книгах. Более известен Акузилай, уроженец беотийского Аргоса, живший во 2-й половине VI в. С его именем известно произведение "Γενεαλογιάι". Рассказ начинался с хаоса; затем говорилось о богах, о появлении первого человека — Форонея, о распространении человческих родов. Из современников персидских войн известны Скилак, автор путешествия по Индии (περίπλους), и особенно Гекатей милетский (см. в прилож.), записки которого имеют уже научный характер и служат переходом к позднейшей истории или, вернее, истор. географии. После Гекатея упоминаются: Харон лампсакский (Περσικά, Έλληνικά, Κτίσεις, Ώροι Λαμψακηνών), Евгеон самосский (Ώροι Σαμιακοί), Дионисий милетский (Περσικά), Деиох, Евдем паросский, Демокл, Амелесагор, Феаген. Из младших Л., писавших незадолго до пелопоннесской войны, известны: Ксанф лидийский (Λυδιακά, в 4 кн.), Ферекид афинский или леросский (не смешивать с философом и теологом — Ферекидом сиросским), автор соч. Ίστορία, или Γενεαλογίαι, или Αύτόχθονες (эти 3 заглавия смешиваются) в 10 кн. Особенной известностью пользовался Гелланик (см. прилож.). Антиох сиракузский, сообщивший Фукидиду много данных о сицилийских древностях, написал "Σικελίώτις συγγραφή" в 9 кн. (до 424 г.) и соч. об Италии. Из остальных Л. более известны: Стезимброт фазосский, Гиппис (Κτίαις, Ίταλίας, Χρονικά, Σικελικά), Главк (Περι τών άρχαίων ποιητών και μουσικών), Дамаст (писавший о предках троянских героев, о народах и городах, о поэтах и философах), Геродор (писавший о Геракле и Аргонавтах). Позднее критические и научные произведения аттических и александрийских писателей вытеснили литературу Л., отчего мы так мало и знаем о ней. Ср. С. M ü ller, "Fragmenta historicorum graecorum" (П., 1841-70); Sch äfer, "Abriss d. Quellenkunde der griechischen und rö mischen Geschichte" (Лпц., 1882); Creuzer, "Die historische Kunst der Griechen" (Лпц., 1845); Ulrici, "Charakteristik der griechischen Historiographie" (Б., 1833); Lipsius, "Quaestiones logographicae" (Лпц., 1886); Neumann, "De Charone Lampsaceno" (Бреславль, 1880); Preller, "De Hellanico Lesbio historico" (1840); A. Croiset, "Histoire de la litt érature grecque" (1890); W. Christ, "Geschichte der Griechischen Litteratur" (1890).

H. О.

Логойск

— местечко Минской губернии, Борисовского уезда; упоминается в летописях еще при Владимире Мономахе. В 1519, 1535 и 1655 г. Л. занимали русские войска, а в 1708 г. его выжгли шведы. Около Л. много курганов; часть их разрыта гр. Тышкевичем и Киркором, нашедшими монисты, кольца, браслеты и др. вещи, относящиеся ко времени не поздне XI в. Дворов 148, жителей 1180 (евреев 685); православная церковь, костел, синагога и 2 еврейских молитвенных дома, школа, кожевенный завод, водяная мельница, 14 лавок, 3 ярмарки.

Логос

Статья большая, находится на отдельной странице.

Логофет

— название одной из церковных должностей в средневековой Византии и вообще в восточных церквах. Это был хранитель патриаршей печати, заведовавший патриаршей канцелярией и ее архивом; на нем же лежала денежная отчетность по патриархии; наконец, он часто состоял членом патриаршего суда. Великий Л. был чем-то вроде канцлера великой (т. е. константинопольской) церкви. См. иером. Павла, "О должностях и установлениях Константинопольской церкви" (СПб., 1855).

Логроньо

(Logroñ o) — прежняя крепость, ныне город в Испании, в плодородной, богатой вином и зерном местности, на правом берегу Эбро. Около 16 тыс. жителей. Кожевенные изделия, свечи, седла.

Логрошино

(Nicolo Logroscino) — знаменитый итальянский композитор (1700-1763). Считается создателем комической оперы (opera buffa), в которой Л. давал главное значение ансамблям и финалам. Оперы Л. пользовались в свое время большим успехом в Италии. Из них известны: "Il governatore", "Tanto bene, tanto male", "Giunio Bruto".

Логэнспорт

(Logansport) — город в североамериканском штате Индиана; 12000 жителей; торговля лесом, воском, свининой; железнодорожные мастерские.

Лоде

— дворянский род, происхождения датского, восходящий к XII в. Две ветви его внесены в дворянские матрикулы Лифляндской губ. великого княжества Финляндского и в VI часть родословной книги СПб. и Киевской губерний. Эдуард Егорович Л., недавно умерший, был членом ученого комитета министерства государственных имуществ и считался отличным знатоком сельского хозяйства.

Лодев

(Lodè ve, древн. Luteva) — город во французском департаменте Геро, на Эрге; около 10 тыс. жителей. Сукно, кожа, шелк, шерсть, вино, зерно.

Лодейное Поле

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лодер

(Христиан Иванович_ — анатом (1753-1832); в 1777 г. получил степень доктора медицины и хирургии и звание ординарного профессора йенского университета. В последнем Л. пробыл до 1803 г.; он учредил в Йене родильный госпиталь и музей естественной истории, построил новый анатомический театр и медико-хирургическую клинику. Необыкновенная ясность в преподавании и обширные сведения наряду с изданием превосходных анатомических таблиц уже тогда доставили Л. известность. В 1803-1806 гг. Л. был профессором университета в Галле, где учредил хирургическую клинику. В 1806 г. он получил место лейб-медика императора Александра I. В 1812 г. ему было поручено устроить военные госпитали на 6000 офицеров и 31000 нижних чинов. В 1818 г. государь купил богатое собрание его анатомических препаратов и подарил московскому унив. По плану Л. был выстроен в Москве новый анатомический театр, в котором он и начал безвозмездное ежедневное чтение лекций, безостановочно продолжавшееся вплоть до 1831 г., когда грудная водянка заставила его выйти в отставку. Его библиотека куплена купцом Грачевым и подарена московскому унив. Л., кроме диссертации и переводов Паркса, Джонсона и др., написал: "Anatomisches Handbuch" (Иена, 1788; 2-е изд. 1800), "Anfangsgr ü nde der medicin. Anthropologie und gerichtlichen Arzneiwissenschaft" (Йена, 1791; 3-е изд. 1800), "Tabulas anatomicae mit lateinischen und deutschen Text" (Веймар, 1803). "Elementa anatomiae humani corporis" (M., Рига и Лейпциг, 1822), "О приготовлении искусственных минеральных вод по методе д-ра Струве" (М., 1825), "Об эпидемии холеры в Москве" (М., 1831) и др.

Лодерекер

(Петр) — бенедиктинец, дополнивший словарь пяти языков Фауста Верантия (1595) языками чешским и польским и издавший его в Праге в 1605 г. под названием "Dictionarium septem diversarum linguarum, videlicet Latinae, Italicae, Germanicae, Dalmaticae, Bohemicae, Polonicae el Ungaricae".

Лодж

(Томас Lodge) — драматург, романист и сатирик, современный Шекспиру; род. около 1556-58 гг. в Лондоне, где его отец был лорд-мэром. Окончив курс в Оксфорде, он готовился быть юристом, но скоро перебегает в литературный лагерь и сближается с кружком драматургов и актеров. Когда в 1579 г. появился злостный памфлет пуританина Госсона, направленный против поэзии, музыки и драмы, Л. отвечал ему брошюрой "A Defence of Poetry, Music and Plays" (Л. 1580). В 1589-90 гг. он написал вместе с Грином пьесу полуисторического, полуобличительного характера, "А Looking Glass for London and England", где под видом Ниневии изобразил современный ему Лондон. В 1594 г. он выступил с самостоятельной пьесой из римской жизни: "The Wounds of Civil War", сюжет которой заимствован из Плутарха. Драма в общем довольно слаба, но в ней есть несколько хорошо очерченных характеров (Марий, Сулла) и несколько эффектных сцен (напр. сцена, в которой Сулла говорит воинам речь перед битвой); не лишены остроумия и комизма сцены, где выступает шут. О строгом соблюдении исторического колорита нет и речи: Марий клянется Богородицей, а галл, посланный убить его, говорит искаженным французским языком XVI в. Впрочем, известность Л. главным образом основывалась не на его пьесах, а на сатирических памфлетах: некоторые из современников считали его первым сатирическим писателем Англии. "An Alarum against Usurers" (Л. 1584), "Catharos" (Л. 1591) и в особенности "A Fig for Momus" (Л. 1595) и "Wit's Miserie and the World's Madness" (Л., 1596) представляют собой богатый материал для истории культуры, потому что посвящены обличению современных Л. пороков. В 1588 г. Л. отправился на Канарские острова, где пробыл около года. Результатом этого путешествия был роман "Розалинда" ("Rosalinde, Euphues Golden Legacie", Л., 1590), написанный в подражание "Евфуэсу" Лилли (см.). В своей комедии "Как вам угодно" Шекспир заимствовал у Л. и фабулу, и главные характеры, и некоторые драматические положения, и пасторальную тенденцию, состоящую в противоположении жизни придворной и искусственной жизни близкой к природе, которая своей простотой благотворно действует на человека. За "Розалиндой" следовало еще несколько романов Л.: "Тень Евфуэса" (Л., 1592), "Жизнь Роберта, прозванного Дьяволом" (Л., 1592), "Жизнь и смерть знаменитого и остроумного бунтовщика Вильяма-Длиннобородого" (Л., 1593). В 1593 г. Л. издал сборник своих стихотворений "Phillis, honored with Pastoral Sonnets, Blegies and amorous Delights". В конце XVI в., будучи с лишком сорока лет от роду, Л. бросает литературу и Лондон, отправляется в Авиньон учиться медицине и в 1600 г. получает степень доктора медицины. С этих пор он не пишет ничего оригинального и в свободное от практики время переводит Иосифа Флавия "De Bello Ludaico" (Л., 1602), а в следующем году издает обширный медицинский трактат "О чуме" ("Treatise of the Plague"). В 1608 г. Л. считался одним из самых известных медиков в Лондоне. В 1614 г. он издает переведенные им сочинения Сенеки и поэму Дю Барша "La Sepmaine ou la cr éation en sept journé es". Умер в 1625 г. Полного собрания сочинений Л. до сих пор нет. В новейшее время переизданы только "The Defence of Poetry, Music and Plays" (Л., 1857), "Розалинда" в Колльеровской "Shakspeare's Library" (Л. 1843) и драма "The Wounds of civil war" в седьмом томе Dardsley, "Collection of old Plays" (Л., 1874). О Л. см. предисловие Давида Лэна к его изданию "Defence" (Л., 1853); Delius, "Lodge's Rosalinde and Shakspeare's As You like it", в VI т. "Shakspeare's Jahrbuch"; Gosse, в "Seventeenth Century Studios" (Л., 1873); Symonds, в "Predecessors" (Л. J884); Carl, "Ueber Thomas Lodge's Leben und Werke" (Галле, 1887).

H. Стороженко.

Лодзинская железная дорога

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лодзинский Листок

— газета торговая, промышленная и общественной жизни, единственная в Привислянском крае частная газета на русском языке. Выходит с 1894 г., два раза в неделю, в Лодзи. Редактор-издатель А. Зонер.

Лодзь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лодзь (дополнение к статье)

— уездный город Петроковской губернии. В 1897 г. было 314020 жителей (153100 мжч. и 160920 жнщ.), из них пришлого населения около 100 тыс., иностранцев — 7210 человек. Фабрик и заводов (в 1901 г.) 491, с 46397 рабочих и производством свыше 78 млн. руб. Городской бюджет по смете на 1902 г. исчислен в 1393002 руб. В Лодзинском уезде в 1897 г. жителей было 430305 (210510 мжч. и 219804 жнщ.), из них в городах (Лодзи и Згерже) — 333128.

Лоди

(L odi) — город в итальянской провинции Милан, на Адде. Базарная площадь с арками, собор с готическим фасадом, капелла Инкороната с фресками, построенная в XV в. Брамонте; замок, построенный Барнабо Висконти (теперь госпиталь). Около 26 тыс. жит. Много шелкопрядилен, большая фабрика химических продуктов, производство маиолик, скотоводство (сыр пармезан), вина "Брианца". Л. возник из крепости Борго д'Изелла, заложенной Фридрихом Барбароссой. Ломбардский союз городов принудил Л. примкнуть к нему. В 1416 г. Л. покорен Миланом. В 5 км от Л. Старый Л. (Lodi vecchio, древний Laus Pompeji), разрушенный миланцами в XII в. В военной истории Л. известен форсированною переправою генерала Бонапарте, который 10 мая 1796 г. с боя овладел не только самым городом, но и мостом, обороняемым австрийцами. Последствием боя было очищение австрийскими войсками Ломбардии до линии реки Адды, сдача крепости Пиччигетоне, мирный договор с герцогом Моденским и твердое положение французов на линии Адды.

Лодий, Петр Андреевич

— известный русский оперный певец-тенор; род. в 1855 г.; учился пению в спб. консерватории, у Корси и Эверарди. С 1878 по 1880 и с 1882 по 1884 гг. пел в Мариинском театре, затем участвовал в провинциальных труппах и выступал в концертах, с большим успехом. Репертуар Л. весьма разнообразен, обнимая собою, напр., роли Фауста, Фра-Дьяволо, Сабинина в "Жизни за Царя", князя в "Русалке", Лоэнгрина, Баяна в "Руслане", Дон-Жуана в "Каменном госте", Ленского в "Евгении Онегине", Канио в "Паяцах", шута в "Рогнеде".

Н. С.

Лодий, Петр Дмитриевич

(1764-1829) — известный юрист, родом славянин из Мункача (в Венгрии). С 1787 г. был профессором логики, метафизики и нравственной философии в Львове; с 1801 г. — профессор философии, чистой и прикладной математики в Кракове. В 1803 г. вызван в СПб., где читал в педагогическом институте теоретическую и практическую философию, а по преобразовании его в 1819 г. в университет — теорию общих прав, руководясь и тогда уже отживавшими воззрениями последователей Вольфовой школы, особенно Цейлера и Мартини. Был также инспектором над классами общества благородных девиц и инспектором коммерческого училища. Написал "Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного" (СПб., 1815) и "Феория общих прав, содержащая в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве" (СПб., 1828).

Лодка

— Развитие Л. у первобытных народов шло несколькими путями. Первую идею о Л. мог дать плывущий по реке древесный ствол. Такими стволами пользуются иногда и животные для передвижения по воде. Человек приспособил дерево для лучшего им пользования, заострив один или оба его конца и выдолбив его внутри, т. е. сделав из него челнок. Такие "однодеревки", челны, душегубки (monoxyllae, Einb ä ume) были в употреблении у многих народов: остатки их находили на местах древних свайных построек в швейцарских озерах, в торфяных болотах, в торфяном слое при прорытии нового Сясьского канала и т. д. Их и теперь еще можно встретить на многих русских реках и озерах, во многих частях Азии и Африки. Обыкновенно небольшие, годные для 1-3 человек, они могут иногда иметь значительную величину, что предполагает стволы громадной высоты и толщины. Подобные Л. встречаются в Полинезии, в Африке; ими пользовались древние руссы, ходившие в них даже морем на Царьград. Выдалбливание стволов (половинок их) производится обыкновенно посредством выжигания, причем края мочатся водой. Чтобы края не сходились, их распирают палками или дощечками. Так назыв. кану (canoe) разных дикарей большею частью относятся к этому типу. Усовершенствование челна состояло в набивке на края его с каждой стороны по 1-2 досок или планок при помощи растительных волокон или деревянных шпиньков, причем щели затыкались мхом, замазывались смолой и т. д.; основа Л. превратилась в киль. Такие Л. распространены у малайских народов (prahau), а в усовершенствованных формах встречаются всюду. Сюда же могут быть отнесены лодки из пучков фашин, папируса, камыша, бывшие в употреблении у древних египтян, "джонки" на Ганге и др. Особый вид представляют Л. из древесной коры; простейшие формы их мы встречаем у австралийцев, которые вырезают с громадного ствола продолговатый кусок коры и придают ему с помощью древесных волокон и перекладин форму челнока. Подобные Л. в употреблении у пешересов (на берегах Огненной земли), местами в Сев. Америке и т. д. Специальный способ держаться на воде дают кожаные надутые мешки; ими пользовались, напр., американские индейцы при переправах через реки. У морских берегов с сильным прибоем, напр. у берегов Перу, также в употреблении плоты на кожаных мешках; ими пользовались древние ассирийцы и египтяне для сплава товаров вниз по Тигру и Нилу. Местами основу мешков составляют корзинки, сплетенные из ивовых ветвей; такими мешками, по словам Ю. Цезаря, пользовались древние бритты. Усовершенствованным видом такого способа передвижения являются алеутские байдары и эскимосские каяки, имеющие форму Л. и состоящие из деревянной основы, обтянутой кожею; оставляется только небольшое круглое отверстие, чтобы сесть человеку. Такие Л. очень легки (их может свободно нести человек на себе), быстроходны, но неустойчивы. Особые типы представляют сложные Л. и плоты, составленные из нескольких соединенных вместе стволов, напр. новогвинейские катамараны, двойные кану или Л. с так называемым балансиром. Последние распространены в Полинезии и Меланезии и дают возможность с большою безопасностью плавать по морю. Принцип балансира заключается в том, что параллельно Л. с помощью двух поперечных перекладин на расстоянии 1-2 сажен от нее укрепляется бревно, которое приходится на поверхности воды. Это бревно препятствует Л. опрокинуться, не допуская ее наклониться на бок. Иногда балансиры устраиваются с обеих сторон, иногда бревно заменяется другой Л. (двойное кану), иногда с одной стороны делается балансир, а с другой на ряде поперечных перекладин устраивается платформа, позволяющая помещаться большому числу людей. Руль был уже позднейшим приспособлением, образовавшимся из весла, а весло в основе своей сводится к шесту, палке, копью, палице. Многие формы весел, употребляемых в Полинезии, Меланезии и т. д., по своей узкой, заостренной форме или короткой, расширенной почти не могут быть отличены от некоторых форм копий и палиц. Простейшим парусом был кусок какой-нибудь ткани или рогожка, которой рано стали придавать более правильную, 3-х или 4-хугольную форму и помещать на палке с перекладиной (первообраз мачты и реи). Местами, впрочем, — например, в Америке, — первобытному населению парус оставался неизвестным до прибытия европейцев.

Д. А.

Лодомерия

(Lodomeria) - название Галицко-владимирского княжества, встречаемое в официальных документах XIII—XIV вв., писанных на латинском языке. Это название ввела в употребление папская канцелярия, впервые ставшая обозначать именем стольного города (большею частью — Л., иногда — Фляндемирия) Галицко-Волынскую область в декретах и буллах, издаваемых по разным вопросам католической пропаганды в названной области [см. такие акты у Theiner'a, "Vetera monumenta Poloniae Lithuaniae" etc.; y Тургенева, "Historica Russiae Monumenta", в сборнике Напирского и др.]. Отсюда и ныншнее название австро-венг. королевства Galizien Lodomerien.

K. X.

Лодочка

— так называются 2 нижних лепестка растений семейства мотыльковых (см. Бобовые и Цветок).

Лодха

— земледельческое племя в центральной Индии и северо-западных провинциях. По предположению ост-индского этнографа Кэмпбеля, Л. приходятся сродни курми и занимали одно время очень видное место в округах Джаббалпурском и Саугорском, куда пришли около XVI в. из Бундельканда. Как земледельцы, Л. немногим уступают курми, но резко отличаются от последних своим буйным и мстительным нравом. Из них выходят хорошие солдаты и прекрасные охотники. Л., как и курми, не делают разницы между наложницами и законными женами, если первые происходят из той же касты, как и их супруг. Дети, родившиеся от таких связей, пользуются в отношении наследования вполне одинаковыми правами с законными детьми.

С. Б-ъ.

Лодыгин

(Николай Дмитриевич, 1842-1885) — известный знаток коннозаводства, разработавший генеалогию рысистой породы. Учился в 3-й московской гимназии, затем служил в главном управлении государственного коннозаводства. Л. основал в 1874 г. "Газету коннозаводчиков и любителей лошадей", которую издавал до 1883 г. Кроме того, он деятельно сотрудничал в "Журнале Коннозаводства" и выпустил под своею редакциею "Книгу рысистых лошадей в России, с определением чистопородности" (1870-1873, 7 частей), в которую вошел перечень лошадей 31 губернии с генеалогическими таблицами. Продолжением ее явился капитальный труд "Рысистые заводы в России " (15 выпусков). Кроме того, Л. составил "Заводскую книгу лошадей хреновского госуд. конского завода".

Лодыженская

(Елизавета Александровна, урожденная Сушкова, 1828-1891) — писательница, сестра Е. А. Хвостовой (см). Помещала под псевдонимом С. Вахновская повести в "Русском Вестнике" 1850-х гг. В свое время они читались охотно; Тургенев очень ценил талант Л. Из них составилась книга "Рассказы и очерки" (М., 1859).

Лодыженские

— см. Ладыженские.

Лодыженский, Андрей Николаевич

— писатель; род. в 1851 г.; окончил курс на юридическом факультете московского университета, был до 1891 г. профессором международного права в Демидовском юридическом лицее. Сочинения его: "О плебисците в международном праве" (Ярославль, 1883; магист. диссертация), "Посольство в Англию кн. Прозоровского, дворянина Желябужского и дьяка Давыдова в 1662 г." (СПб., 1880), "Проекты вечного мира и их значение" (М., 1880).

Лодыженский, Константин Николаевич

— писатель; род. в 1858 г.; окончил курс на юридическом факультете московского университета. Сочинения Л.: "О влиянии таможенных тарифов в России на ход внешней торговли и промышленности", "Монополия внешней торговли"; "О необходимости изменения денежной единицы и об установлении более мелкой единицы", "Об историческом развитии нашей отпускной торговли", "О взыскании за нарушение таможенных постановлений", "История русского таможенного тарифа" (1886). Последний, главный труд Л. обнимает собою историю таможенной системы от Алексея Михайловича до издания тарифа 1868 г. и основан почти исключительно на архивном материале. Между различными взглядами на свободу торговли автор сохраняет полный нейтралитет. Для выяснения экономических воззрений, под влиянием которых слагались наши таможенные тарифы, Л. пользовался, между прочим, сочинениями лиц, имевших влияние на издание тарифов или принимавших участие в их разработке. Книга дает много ценных сведений о влиянии постоянных колебаний, составляющих основную черту нашей тарифной политики; она не лишена интереса и для историков, так как некоторые события времен Екатерины II и Александра I и т. д. получили в ней новое освещение.

Лодыжки

мыщелки (Malleoli) — выдающиеся по бокам сочленения костей голени с таранной костью стопы, отростки нижних концов большой берцовой кости — внутренняя Л. (Malleolus internus) и малой берцовой — наружная Л. (M. externus). Обращенные к таранной кости стороны Л. покрыты хрящом и входят в состав сочленения голени со стопою.

Лоев

(Лойов) — местечко Минской губернии, Речицкого уезда, при реке Днепр; известно уже в XV в. В 1505 г. его разорили татары, в 1649 г. заняли казаки, но вскоре его отнял Ян Радзивил, причем Л. потерпел разорение. Дворов 262, жителей 1615. 2 православных церкви, костел, 4 синагоги, школа, 7 ветряных и 2 водяные мельницы, 24 лавки. Пристань на Днепре.

Ложа

(итал. loggia, фр. loge) — недлинное сооружение, либо стоящее отдельно, либо примкнутое к другому зданию, род сеней, имеющих с лицевой стороны, а иногда и с боковых сторон, открытые арки, каковы напр. Loggia dei Lanzi во Флоренции и выстроенная в подражание ей Л. в Сиенне и Мюнхене. Л. называются также открытые галереи с арками в верхних этажах здания, подобные тем, какие мы видим, напр., во многих венецианских дворцах или какие нам представляют знаменитые ватиканские Л. — галереи, опоясывающие с трех сторон двор св. Дамаса в папском дворце в Риме (см. Ложи Рафаеля). Наконец, Л. называют в театрах небольшие отделения, на которые бывают разбиты перегородками ярусы в зрительной зале с целью дать возможность членам одного семейства или нескольким знакомым между собою лицам сидеть вместе во время спектакля.

А. С-в.

Ложа масонская

— см. Масоны.

Ложбина

— желобообразная амбразура в укреплениях, отличается от обыкновенной меньшею глубиною и не имеет правильной формы. Современные установки орудий на высоких лафетах требуют преимущественно Л., тогда как амбразуры составляют уже исключение и их избегают устраивать ввиду значительной цели, ими представляемой.

Ложе

(Дезире-Франсуа Log é e) — современный французский живописец; род. в 1823 г., был учеником Пико и вначале занимался изображением сцен деревенского быта, а потом стал писать, кроме того, картины религиозного и историческо-бытового содержания. Соблюдение естественности действующих лиц, их положений, движений и всей обстановки составляет главное достоинство его произведений, из которых лучшими могут считаться: "Смерть Зурбарана" (1850), "Живописец Лесюёр у картезианских монахов" (1855), "Св. Елизавета Французская, омывающая нищим ноги" (1865), "Ангел-кадилоносец" (1876), "Свеча Мадонне, сцена XIII ст." (1877, наход. в Люксанбургск. гал. в Париже) и фрески в церквах св. Петра и Павла, в Сен-Кентене ("Христос между этими апостолами"), св. Клотильды, в Париже ("Крещение Кловиса" и "Св. Клотильда оказывает помощь беднякам") и пресв. Троицы, там же ("Мучение св. Дионисия").

А. С-в.

Ложе (дополнение к статье)

(Дезире-Франсуа Laugée) — французский живописец; умер в 1896 г.

Ложемент

стрелковый орудийный — см. Окоп.

Ложечная трава

(Cochlearia officinalis L.) — двулетнее травянистое растение из семейства крестоцветных (Cruciferae), имеющее стебель прямостоячий или приподнимающийся до 30 см высотою, простой или ветвистый, светло-зеленого цвета. Прикорневые листья длинночерешчатые, широкояйцевидные или (у разновидности pyrenaica DC.) округлопочковидные, с сердцевидным основанием, цельнокрайные, немного мясистые; стебельные листья овальные, почти цельнокрайные или слегка выемчатозубчатые, средние — сидячие, верхние — стеблеобъемлющие. Пдод — округло-овальный стручочек с сетчатыми жилками и с выдающимся срединным нервом на створках. Семена по 1-4 в каждом гнезде, овальные, темно-бурые, точечнобородавчатые. Л. трава растет по сырым местам, в почве, богатой солью, в особенности на морском берегу; цветет в мае — июне; встречается в северной и средней Европе, Исландии, Шпицбергене, Новой Земле. Л. трава употребляется главным образом против скорбута (Herba Cochleariae rec e ns) в виде салата с уксусом; выжатый сок этой травы употребляется также против скорбута.

С. Р.

Ложечниковое масло

(Ol.Cochleariae; Löffelkrautöl; Ess. de Cochléaria;oil of Spoonwort) — получается в количестве 0,23 % перегонкой сухой, до цветения срезанной общеизвестной ложечной травы (Cochlearia officinalis из сем. Cruciferae). Удельный вес масла около 0,94; α D = + 55,27°. По составу Л. масло представляет почти совершенно чистый изосульфоцианат или горчичное масло вторичного бутилового спирта CH 3(C2H5)CH.N:C:S. Так наз. искусственное Л. масло является изосульфоцианатом изобутилового спирта и потому им, по крайней мере, в медицине Л. масло натуральное заменено быть не может.

К. Дебу.

Ложи Рафаэля

— знаменитая галерея во втором этаже ватиканского дворца в Риме, выходящая одною своею стороною на двор св. Дамаса, другою же стороною прилежащая к так назыв. зале Константина и другим дворцовым апартаментам. Постройку ее начал Браманте, а окончил Рафаель Санцио, под руководством и по рисункам которого украсили ее в 1516-19 гг. стенною живописью и лепными орнаментами Джулио Романо, Джованни да Удине и др. ученики великого урбинского мастера. Галерея по направлению своей длины образует 13 компартиментов, или лож, отделенных одна от другой арками, причем каждый компартимент покрыт четырехгранным сводом с квадратным пространством в середине. В каждом своде написано по четыре картины на сюжеты, заимствованные из истории Ветхого и Нового Заветов. Композиции этих 52-х картин, известных под общим названием "Рафаелевской Библии", принадлежат самому Рафаелю, а исполнение его ученикам (Дж. Романо, Фр. Пенни, Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо и др.). Остальное пространство стен и сводов — пилястры, обрамления дверей, амбразуры окон, арки и пр. — покрыто сплошь чрезвычайно разнообразными орнаментами, сочиненными, очевидно, под влиянием античной декоративной живописи, открытой незадолго перед тем в термах Тита. В общем роспись Рафаелевских Л. производит превосходное впечатление и может считаться самою роскошною и изящною из всех работ подобного рода, исполненных в цветущую эпоху Возрождения. Первоначально арки галереи, выходящие на двор св. Дамаса, были открытые, вследствие чего ее живопись сильно пострадала от сырости и непогоды, особенно в нижних своих частях. Только в 1813 г. для ее предохранения от дальнейшей порчи в пролеты этих арок были вставлены оконные переплеты и стекла. В СПб., в здании имп. Эрмитажа, имеется галерея, представляющая и по размерам, и по орнаментации совершенно точное подобие Л. Рафаеля в то время, когда их живопись еще находилась в лучшем состоянии, чем теперь. Эта галерея построена при Екатерине II, желавшей обладать верною копией художественного памятника, которым она восхищалась при одном виде раскрашенных гравюр Вольпато, воспроизводящих отдельные части его орнаментации. Копии этой последней для эрмитажной галереи были исполнены по заказу императрицы под надзором живописца Унтербергера в самом Ватикане, прямо с оригиналов.

А. С-в.

Ложка

— см. Буровые инструменты и Бур ручной.

Ложкарное ремесло

— см. Долбленые деревянные изделия.

Ложки

(архит.) — см. Каннелюры.

Ложная жаба

— см. Жаба грудная.

Ложная жабра

— группа жаберных лепестков, сидящая у селахий и ганоидов в брызгальце, а у ганоидов, лишенных последнего и у костистых рыб смещающаяся на жаберную крышку. У Lepidosteus Л. жабра сидит рядом с другой группой лепестков, представляющей собой остаток лепестков гиоидной дуги или оперкулярную жабру, имеющуюся у некоторых других ганоидов. Оба эти органа рудиментарны и не служат для окисления крови. У щуки, трески и др. Л. жабра смещается к основанию черепа и превращается в скопление богатой сосудами ткани.

В. М. Ш.

Ложная жалоба

— см. Жалоба по военному законодательству.

Ложноножки

псевдоподии — протоплазматические отростки, выпускаемые телом многих простейших животных и служащие для принятия (а иногда и переваривания) пищи и для передвижения животного. Особенно распространены они среди саркодических простейших (Sarcodina), но встречаются и у других (напр., биченосных — Mastigophora). Способностью выпускать Л. обладают, кроме того, некоторые клеточки многоклеточных животных, напр. клеточки эпителия кишечника у некоторых червей и кишечнополостных, различного рода блуждающие клеточки — белые кровяные тельца и т. п., а также и некоторые растительные клеточки в течение известной стадии развития соответственного растения.

Ложносетчатокрылые

(Pseudoneuroptera) — подотряд прямокрылых насекомых (Orthoptera). Обе пары крыльев одинаковые, хорошо развитые (редко есть лишь 1 пара, или крыльев вовсе нет), обыкновенно с густою сетью жилок, по большей части нескладчатые; ротовые органы кусающие или недоразвиты; сяжки шиловидные, щетинковидные или нитевидные; тело по большей части тонкое; лапки имеют от 2 до 5 члеников. По строению приближаются к настоящим прямокрылым, по внешнему виду — к сетчатокрылым, от которых отличаются существенно неполным превращением. Весьма различные по внешнему виду насекомые, составляющие две группы: Amphibiotica, y которых личинки живут в воде, обыкновенно имеют жаберные трахеи (см. Насекомые) и более отличаются от взрослых, чем у других насекомых с неполным превращением, и Corrodentia, y которых личинки живут на суше и похожи на взрослых. К первой группе относятся семейства стрекозы (Libellulidae s. Odonata), поденки (Ephemeridae) и веснянки (Perlidae); ко второй группе принадлежат термиты (Termitidae) и древесные или книжные вши (Psocidae).

Н. Кн.

Ложные гусеницы

— личинки семейства пилильщиков (Tentredinidae) отряда перепончатокрылых насекомых (Нуmenoptera); личинки эти имеют 3 пары грудных ног и до 8 пар брюшных и представляют внешнее сходство с личинками (гусеницами) бабочек. У некоторых (напр., у рода Lyda) есть лишь грудные ноги и пара придатков на конце тела. Для многих из них характерны особые положения, напр., некоторые свертываются обыкновенно спирально, другие изгибаются в виде буквы S.

Ложные ткани

(ботан.). — Плодовые тела многих грибов, напр. белый гриб, мухомор, трутовик, трюфель и проч. представляют из себя массивные тела, ткань которых по внешности сходна с тканями мясистых частей цветковых растений. При микроскопическом исследовании оказывается, однако, между теми и другими крупная разница. У цветковых растений все органы их тела построены из клеточек, происшедших путем последовательного деления в различных направлениях одной исходной клеточки. Напротив, у грибов ткани их образованы путем плотного переплетания друг с другом отдельных грибных нитей, именуемых гифами (см.). Таким образом, здесь рядом друг с другом лежат клетки, принадлежащие различным гифам; каждая из этих клеток одета собственной оболочкой, перегородки же, соответствующие перегородкам в тканях цветковых растений, встречаются лишь между клетками одной и той же гифы. В отличие от ранее изученных "тканей" цветковых растений, ткани грибов получили название Л. тканей. Рыхлые грибные ткани и носят название войлочных тканей. Когда грибные ткани переплетаются очень плотно, напр. при образовании склероциев (см.), то отдельные гифы сдавливают друг друга, приобретая часто несколько многогранную форму. Такая ткань в разрезе очень напоминает паренхиму, почему и называется ложной паренхимой. Обыкновенные и ложные ткани не отделены друг от друга резкой границей, а соединены рядом переходов. С одной стороны, у грибов, хотя и редко, наблюдается образование настоящих тканей, с другой стороны вне этой группы организмов Л. ткани встречаются в более или менее совершенной форме, нередко в комбинации с настоящими тканями. Наиболее совершенные Л. ткани кроме грибов встречаются у сифонниковых водорослей, Codium, Udotea и других. У бурых водорослей (Fucus vesiculosus и друг.) отдельные клетки дают отростки, сильно растущие в длину; отростки эти переплетаются друг с другом совершенно наподобие гиф. Рейнке и назвал их гифами. Некоторые органы водоросли (пластинка, служащая для прикрепления к камням), сплошь состоят у фукусов из гифенной ткани. Даже среди цветковых растений мы встречаем такой же тип роста клеточек, хотя он и играет подчиненную роль. Прозенхимные клетки вообще, особенно механические волокна по мере роста внедряются между другими клетками на подобие гиф у фукуса. Еще резче это сказывается на нечленистых млечниках, которые растут, пробираясь между клеточками, в течение всей жизни растения. Система таких млечников представляет из себя нечто в роде очень рыхлой войлочной ткани.

В. Арц .

Ложные яйца

или лжеяйца (Pseudova) — так назывались партеногенетически развивающиеся яйца некоторых насекомых (тлей), у которых наблюдается гетерогония (см.) в форме чередования поколений, размножающихся партеногенетически, и поколений, размножающихся с оплодотворением. Партеногенетическое размножение в этих случаях считали за бесполое и видели в размножении этих насекомых не гетерогонию, а метагенезис (см.), поэтому и партеногенетические яйца не считались за настоящие яйца. В настоящее время такое противоположение двух родов яиц всеми отвергнуто.

Н. Кн.

Ложный донос

— заведомо ложное обвинение определенного лица в точно указанном преступном деянии, заявленное перед такой правительственной или судебной властью, которою может быть возбуждено уголовное преследование против обвиненного. К Л. доносу не может быть приравнена неверная квалификация деяний, действительно совершенных лицом, на которое сделан донос (реш. угол. касс. дпт. 1887 г.). Л. извет, т. е. простое объявление о событии преступления, о котором доноситель знает, что оно на самом деле не совершено, без прямого указания на определенное лицо как на виновника вымышленного преступления представляет большую опасность для правильного течения правосудия, но по действующему законодательству не наказуем. По 941 ст. улож. о наказ. донос не признается лживым, когда в разных судах были различные о справедливости или несправедливости его приговоры. Л. донос может быть сделан всяким лицом, в том числе и принесшим жалобу, т. е. как бы потерпевшим от заявляемого им преступления (касс. реш. 1887 г., 21). Сенатом признано, что доносчик, не объявивший своего имени или скрывшийся под чужим именем, может быть привлечен к ответственности за Л. донос (касс. реш. 1888 г., 17). От оговора (см.) Л. донос отличается тем, что делается не лицом, привлеченным к данному делу в качестве обвиняемого. От лжесвидетельства Л. донос отличается тем, что Л. доносчик выступает по собственному почину, а не по требованию власти. От клеветы Л. донос отличается как характером обвинения (в деянии преступном), так и попыткою ввести правосудие в заблуждение. Ввиду такого посягательства против государственной власти дела о Л. доносе, хотя бы и возбужденные оклеветанным, ведутся в порядке публичного обвинения; они всегда подсудны общим судебным местам. При обвинении в деянии, подсудном мировым учреждениям, доноситель может быть преследуем оклеветанным только в том случае, если мировой суд в окончательном приговоре своем прямо признает взведенное против него обвинение недобросовестным (касс. реш. 1877 г., № 49 и 58). Наказуемость Л. доноса в прежнее время нередко определялась по началу талиона; начало это проводится еще сельским судебным уставом, согласно которому (ст. 519) Л. доносчик подвергается тому же самому наказанию, которому подвергся бы оклеветанный в случае справедливости обвинения. По улож. о наказ. (ст. 940 изд. 1885 г.) minimum наказания за Л. донос — тюрьма, maximum — ссылка на поселение, смотря по тяжести обвинения, роду средств, употребленных для вовлечения начальства в заблуждение, и мере вреда, нанесенного несправедливо обвиненным. Проект нового уголовного уложения вводит в определение Л. доноса еще один признак: "указание оснований обвинения", т. е. приведение в доносе доказательств, и устанавливает принцип, что "уголовное преследование за лжеобвинение не возбуждается до окончания производства по учиненному обвинению" — следовательно, вместе с французскою кассационною практикой признает ненаказуемым Л. донос, которому не дано было хода. Наказание за Л. донос по проекту — тюрьма или исправительный дом. Кроме того, проект устанавливает наказуемость Л. извета (арестом).

А. Я.

Ложный классицизм

— см. Классицизм.

Ложный колокол

— см. Литейное производство.

Ложный плод

— см. Плод.

Ложных Вестей губа

— Приморской области, на западном берегу острова Карагинского, в Беринговом море, длина до 9 верст, глубина от 4 до 8 саж., с приглубыми берегами и илистым грунтом. Так губу назвал капитан Литке.

Ложь

— в отличие от заблуждения и ошибки — обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиною, хотя бы без намерения и вины субъекта; так, лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося. В нравственной философии имеет значение вопрос о Л. необходимой, т. е. о том, позволительно или непозволительно делать сознательно несогласные с фактическою действительностью заявления в крайних случаях, напр. для спасения чьей-нибудь жизни. Этот вопрос неосновательно смешивается иногда с вопросом о позволительности худых средств для хороших целей, с которым он имеет только кажущуюся связь. Вопрос о необходимости Л. может быть правильно решен на следующем основании. Нравственность не есть механический свод различных предписаний, безотносительно обязательных в своей отдельности. С материальной стороны нравственность есть проявление доброй природы; но человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко Л., или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли. Со стороны формальной нравственность есть выражение чистой воли; но соблюдение внешнего соответствия между словом и фактом в каждом единичном случае независимо от его жизненного смысла и с пожертвованием действительных нравственных обязанностей, вытекающих из данного положения, — есть выражение не чистой воли, а только бездушного буквализма. Наконец, со стороны окончательной цели нравственность есть путь к истинной жизни, и ее предписания даются человеку для того, "чтобы он жив был ими"; следовательно, жертвовать человеческою жизнью для точного исполнения отдельного предписания — есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным. Подр. см. в статье "О добродетелях" ("Вопросы философии и психологии", май, 1895).

Вл. С.

Предыдущая страница Следующая страница