Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "К" (часть 9, Кал)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "К" (часть 9, Кал)

Предыдущая страница Следующая страница

Калибан

(Caliban; может быть, переделано из слова cannibal — каннибал) — в "Буре" Шекспира получеловек-получудовище, противоположность нежному эфирному духу Ариелю; в переносном смысле = "неуклюжее существо". В философской драме этого имени (1878) Ренан пытался изобразить в виде К. торжествующую демократию — торжествующую, между прочим, над искусством (Ариель) и наукой (Просперо).

Калибек

— соленое озеро Омского у. Акмолинской обл., 120 кв. в.; добыча соли прекращена вследствие перехода озера из чисто-соленого в горько-соленое. К. принимает в себя речки: с С. Джаргаин, а с З. Тохты, Сазасы и Тжарык-таш.

Калибер

— см. Фаянс.

Калибр бирмингамский

— см. Проволока.

Калибрование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калибровка

— прибор для суживания раздавшихся от выстрела металлических ружейных гильз до прежнего, соответствующего калибру ружья, диаметра.

Калибромер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калиги

— Лат. слово caligae y римлян означало солдатскую обувь, полусапоги, покрывавшие голени до половины; затем так называлась обувь, которую надевает католический епископ на время мессы, и, наконец, подвязные сандалии, в которые обувались западные странники, отправлявшиеся в Иepycaлим. В этом последнем значении слово К. было известно в Древней Руси, и от него произошло слово калики перехожие.

Калигула

Гай-Цезарь (Caligula) — римский император, младший сын Германика и Агриппины, род. в 12 г. по Р. Х., воспитывался в Германии и вырос в лагере среди солдат; прозвание свое получил от солдатской обуви (caligae), которую носил с детства. Тиверию он выказал глубочайшую преданность: никогда не было, замечают древние авторы, лучшего раба и худшего господина, чем К. В 33 г. по Р. Х. Калигула женился на Юнии-Клавдилле, дочери Марка Силана; в то же время, желая открыть себе доступ к престолу, он вступил в связь с женою Макрона, преемника Сеяна, и, как предполагали современники, помогал ему ускорить кончину Тиверия. Как сына Германика, народ встретил К. с восторгом, когда он, сопровождая тело умершего императора, явился в Рим (37 по Р. X.); он был призван на престол сенатом и народом, а падший Тиверий (внук старшего), который по завещанию императора должен был сделаться его соправителем, был исключен из престолонаследия. Первые меры Калигула были исправлены на благо народа; он щедро наделил народ и солдат, освободил заточенных Тиберием, вернул изгнанных, обещал в речи к сенату руководствоваться его наставлениями и править с ним вместе, сделал попытку возобновить комиции, простил всех провинившихся перед его отцом, матерью и братьями. Вскоре, однако, в нем произошла решительная перемена к худшему, потому ли, что он решил сбросить с себя маску, или — что вероятнее — организм его сильно был потрясен опасною болезнью, причиною которой была его неумеренная жизнь. Как только он оправился от болезни, он велел умертвить Тиверия-младшего, подозревая его в желании завладеть престолом; между тем, незадолго до болезни он сам его усыновил. Тех, которые обещали пожертвовать жизнью своею, если он излечится от болезни, К. принудил исполнить обет. К самоубийству же он принудил и бабку свою Антонию, Макрона, жену его Эннию и Марка Силана. Его страсть к крови становилась тем сильнее, чем больше жертв себе требовала. Во время гладиаторского боя с дикими животными он велел однажды схватить и бросить в добычу зверям первых попавшихся из зрителей, вырезав им языки, чтобы они не кричали и не поносили его. Часто за обедом и ужином на его гдазах производились пытки или палач срубал головы осужденным. Светоний и Дион Kaccий передают выраженное им однажды (когда при состязании в беге народ приветствовал другого победителя) пожелание: "О, если б у всего римского народа была лишь одна голова". Наравне с жестокостью шел и разврат его; помимо целого ряда постыдных связей, он жил в кровосмесительном браке со своими сестрами. Желая, чтоб его чтили как бога, он являлся иногда в виде Вакха, Аполлона, Юпитера, даже Венеры и Дианы; в храме Кастора и Поллукса он стоял среди статуй богов и принимал моления посетителей. Он построил храм. в котором стояла его статуя в виде Юпитера Латийского; ее каждый день одевали так же, как был одет он сам. В штате жрецов этого храма считался и он; коллегою его была его лошадь — та самая, которую он позже назначил консулом. Уже в первый год своего управления растратил он всю казну, оставшуюся после Тиберия, — 720 млн. сестерций. Чтобы доказать, что он может пройти по морю, как по сухому пути, он велел устроить подвижной мост через пролив между Баями и Путеоли, покрыть его землею и настроить на нем домов; затем он торжественно проехал по мосту, и посреди которого устроил пиршество. Истощенные безумною роскошью средства государства он пополнял при помощи казней, конфискаций, новых налогов, продажи имений и принудительных займов. По свидетельству Светония, он устроил в своем дворце публичный дом, доходы с которого поступали в его пользу. Истощив Рим и Италию, К. направился в Галлию под предлогом войны с германцами; на самом деле он занялся казнями и конфискациями. Заключительным эпизодом его экспедиций был поход со всем войском к берегам океана для собирания раковин — добычи, захваченной у моря. Вернувшись в Рим, он собирался перерезать весь сенат, но через 4 месяца после возвращения, 24 января 41 г. по Р. Х., был найден убитым в своем дворце; убийцами были трибуны преторианской когорты, Кассий Хэрея и Корнелий Сабин. К. умер 29 лет от роду; царствовал 3 года и 10 месяцев. У него не осталось детей, кроме двухлетней дочери Юлии Друзиллы, которую Хэрея велел убить вместе с ее матерью Цезонией. Престол после К. перешел к Клавдию, дяде его. Сообщают о К. более всего Севтоний и Дион Кассий; некоторые данные у Тацита, Зонары, Иосифа Флавия и Филона. Жизнь К. привлекала беллетристов и драматургов (между прочим, Александра Дюма) и в 1894 г. послужила материалом для политического памфлета (против германского императора).

А. М Л.

Калидаса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калидий

(Marcus Calidius) — римский оратор, современник Цицерона и сторонник Цезаря, был претором в 57 г. до Р. Х. и ум. наместником Галлии по сю сторону Альп в 47 г. до Р. Х. Он был главным представителем так назыв. аттического направления в римском ораторском искусстве. Отрывки речей его собрал H. Meйeр в "Oratorum Romanorum fra g menta" (2 изд. Цюрих, 1842).

Калидон

(ή Καληδών) — древнегреческий город в Южн. Этолии; упоминается уже в Илиаде как "скалистый", "высокодержащий" и "прекрасный"; славен, главным образом, мифом о калидонском вепре, который рассказывается в Илиаде (I, 529 сл.). Эней, царь К., жертвуя другим богам, забыл принести жертву Артемиде, которая, разгневанная, наслала на страну страшного вепря. Мелеагр, сын Энея, убил вепря, но из-за шкуры и головы убитого зверя возгорел спор между калидонцами и их соседями куретами. Этим мифом поэт Фриних воспользовался для драмы "Плевронянки". Вообще о нем ср. К. Kekul é, "De fabula Meleagrea" (Берл., 1861). В историческое время К. принадлежала обширная область; в самом г. находился храм Артемиды Лафрии. До сих пор сохранились развалины акрополя и стен древнего города. См. Bazin, "M é moire sur l'Etolie" (в "Archives des missions scientifiques", II s érie, t. I).

Калиевые соли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калиетес

— стоик Ш в. после Р. Х., жил в Афинах, упоминается Порфирием.

Калий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калий, его препараты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калийные удобрения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калик

— перевал в восточной оконечности Гиндукуша, выс. 16100 ф., ведущий с Памиров в Канджут.

Каликан

(Calycanthus, чашецвет) — род североамериканских кустарников семейства каликантовых (см.); всего 3 вида; содержатся в холодных оранжереях, в кадках, а на лето выставляются на воздух. У С. floridus L. овальные шероховатые листья, снизу волосистые; цветы с мясистыми, твердыми и бурыми частями околоцветника, собранными чашкой, пахнут ананасом. У С. glaucus Willd. цветы буро-красные с белыми пыльниками, листья ланцетно-овальные, снизу пушистые. Размножаются семенами и отпрысками.

А.

Каликантовые

(Calycanthaceae, чашецветные) — маленькое семейство кустарников из свободнолепестных двудольных близкое к аноновым (см. Анона) и магнолиевым. Листья простые супротивные, на четырехгранных ветвях. Цветки довольно крупные, состоят из многих лепестков околоцветника, множества тычинок и 20 пестиков, обращающихся в сборный плод. Всего 2 рода с 5 видами: каликант, Calycanthus — см. ниже, и Chimonanthus — два китайско-японских вида. Все богаты ароматическими веществами.

А.

Калики или калеки перехжие

— старинное и доныне употребительное в разных частях России название для странников-слепцов, поющих духовные стихи (см.). В Древней Руси слово калика или калека не обозначало искалеченного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего в святых местах. Так, напр., калека Карп Данилович является предводителем отряда молодых псковичей в стычке с немцами (в 1 341 г.). Русские К.-странники, паломники, упоминаются в хождении Даниила игумена в Иерусалим и в записках Стефана Новгородца. Их знают и наши былины, в которых упоминаются целые братчины К., снаряжающиеся из Волынца-Галича, или из пустыни Ефимьевы, из м-ря Боголюбова в путь к славну городу Иepyсалиму. Былинные К. — дородные добрые молодцы, силачи, иногда красавцы, одетые в шубы соболиные или гуни сорочинские, в лапотки семи шелков, с вплетенным в носке камешком самоцветным; костюм их дополняют сумки из рыжего бархата, клюки, иногда из дорогого рыбья зуба (моржовых клыков), и шляпы земли греческой. Самое имя К. производят от названия обуви средневековых странников (латин. caligae, calicae, греч. καλίγιον). Это слово встречается уже у игумена Даниила в смысле обуви и в значении странника, паломника. Из многочисленных русских странников во Св. Землю, одни, зажиточные, оставались и по окончании странствования чем были прежде; другие, бедные, поступали под призрение церкви, как видно из былин и из некоторых списков устава Владимира, где паломник и странник одинаково зачтены в число людей церковных. Совершив странствование ко святым местам, неимущие К. пользовались особым уважением и нередко оставались уже на всю жизнь перехожими просителями милостыни, которою снискивали себе пропитание. Таким путем слово К. или калека получило значение нищего странника, а так как Христовым именем питались по необходимости и люди с физическими недостатками, это слово получило свое современное значение человека искалеченного. Наши К., странствуя по святым местам в Греции и Палестине, встречали там странников, которые пели перед собравшейся толпою священные песни и жития, нередко основанные на апокрифических сказаниях. Отсюда и русские К. усвоили обыкновение петь духовные стихи и снискивать себе пропитание этим занятием. Влияние западноевропейских и византийских паломников отразилось, по мнению И. И. Срезневского, и на одежде наших К., как последняя описывается в былинах (см. его статью "Русские К. древнего времени" в "Зап. Акд. наук", I, и его же "Крута каличья" в IV т. "Извест. С.-Пт. арх. общ."). Акад. А. Н. Веселовский предполагает влияние богомильских странников-проповедников на наших К., усматривая это влияние в некоторых русских духовных стихах, основанных на апокрифных сказаниях богомильского характера (см. его статью "К. перехожие" в "Вест. Европы", 1872 г., апрель). Слагая песни церковно-легендарного и апокрифического содержания и рассказывая виденное ими и слышанное во святых местах, наши K. перехожие оказывали сильное влияние на религиозные и нравственные представления русского народа и особенно содействовали распространению в нем аскетического идеала. С другой стороны, сами К., слагая духовные стихи, подчинялись складу наших былин и вносили в духовный эпос черты эпоса богатырского. В настоящее время пение духовных стихов К., обыкновенно слепцами, приходить в упадок, репертуар из песен становится все более и более скудным. Обыкновенно слепцы знают не более четырех-пяти стихов, наиболее популярных, каковы: стихи о Вознесении, об Алексее, Божьем человеке, о Богатом и Лазаре, о Егории, о Страшном суде, о Иоасафе царевиче и нек. др. Более обилен репертуар К. в губ. Архангельской и Олонецкой. Некоторые К. в этих губерниях знают и былины.

Вс. Миллер.

Каликст Георг

(Calixtus) — лютер. богослов (1586-1656), родом из Шлезвига; собственно назывался Каллизен. Был проф. богословия в Гельмштете. Уже его диссертация "De praecipuis religionis Christianae capitibus" (Гельмшт., 1613) возбудила неодобрение строгих ревнителей веры, а сочинение "De immortalitate animae et resurectione mortnorum" не было допущено к печати. К. был не только склонен рассматривать спорные вопросы между лютеранами и реформатами как несущественное сравнительно с тем, что было общего между ними, но даже допускал возможность единения всех христианских церквей на почве учения первых пяти веков, пока полемика со стороны католиков не изменила его воззрения. За свою излюбленную идею К. энергично стоял в целом ряде сочинений и на религиозном коллоквиуме в Торне, в 1645 г. Ему отвечали упреком в "криптокатолицизме", "криптокальвинизме" или "синкретизме" (см.). Ср. переписку К., изд. Хенке (Галле, 1833); Hanke, "G. С. und seine Zeit" (Галле, 1853-56).

Каликст, Папа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каликстинцы

или утраквисты - партия гуситов, требовавших причастия под обоими видами (см. Гус).

Каликут

(Calicut, Eolikod) — г. в Малабарском округе Мадрасского президентства Индии, под 11° 15' с. ш. Значительная торговля с Аравией и Персией; главные предметы вывоза: какаовое масло, перец, имбирь, тиковое дерево, шафран, сандал, кардамон, воск, кокосовый хлопок и бетель. Жители по преимуществу магометане, частью арабского происхождения, — 47960 челов. K. — первый индийский город, посещенный португальцами по открытии морского пути в Индию (1498; см. Васко да Гама). К. уже в то время вел оживленную торговлю и посещался арабскими кораблями; государь страны, носивший титул заморина, славился богатством. Португальцы сначала основали здесь факторию, затем овладели городом. В 1792 г. К. перешел во власть англичан. Порта нет; рейд удобен лишь с октября по май, в остальные 6 месяцев (юго-зап. муссон) стоянка опасна.

Калиль-Ашраф

— султан египетский, см. Халиль.

Калиль-паша

— великий визирь, см. Халиль-паша.

Калильное освещение

— см. Освещение калильное.

Калильные жидкости

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калильные цвета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калильные электрические лампочки

— см. Электрическое освещение.

Калильный жар

— см. Каление и Калильные цвета.

Калимно

(Kalymno, y венецианских моряков Levante Calinma) — турецкий о-в на берегу Карии, между Леросом и Косом; около 7000 жит., занятие которых — торговля, ловля губок и земледелие; лучшая гавань — Пофия (Pothia). В древности К. славился медом (fecunda melle Calymne), фигами, вином, маслом и ячменем. Сохранились развалины древних городов.

Калин-царь

(иначе Галин, Каин) — эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами. Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. К. осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей, и посылает с татарином письмо князю Владимиру с требованием без боя сдать Киев. Освободителем города, по одним былинам, является Илья Муромец, по другим — его племянник Ермак Тимофеевич. Илья едет с подарками князя к Калину, чтобы просить отсрочки, а когда К. не соглашается, начинает избивать его войско. Татары делают подкопы, в которые попадает с конем Илья Муромец. Когда, скрутив его чембурами, татары по приказанию Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, схватывает татарина и, махая им, прочищает себе дорогу и приколачивает всю силу татарскую. Калин бежит с позором и заклинается впредь ходить на Русь. Иногда в роли К. выступает Мамай. Былины о К. принадлежат к числу тех, в которых сохранились яркие следы отношений Руси к татарам. Соображения о происхождении имени К. см. под словом Илья Муромец. Разбор былин о нем см. в исследовании акад. А. Н. Веселовского "Южно-русские былины" (I, стр. 40 и след.) и в книге проф. М. Халанского "Великорусские былины киевского цикла" (стр. 51-57).

Вс. М.

Калина американская

(Viburnum prunifolium, медиц.). — Препараты этого растения употребляются в медицине для предотвращения угрожающего выкидыша, для успокоения очень болезненных послеродовых схваток, при различных функциональных страданиях матки и т. п. Корка америк. К. содержит в себе: смолистое вещество бурого цвета и горького вкуса; нейтральную, желтовато-зеленую смолу горького вкуса, легко растворимую в алкоголе, но мало — в воде (вибурин — Крамера); сернокислые и солянокислые соли кальция, магния, калия и железа, валериановую и др. кислоты.

Калина Антон

(Kalina) — известный польский славист, род. в 1846 г. Получив специальное образование в Бреславле и Берлине, он путешествовал по славянским землям и занял кафедру славянской филологии в Львовском унив. Его соч. особенно важны по богатству собранного в них материала; из них более важны: "Rozbi ór krytyczny pie ś ni Bogarodzica" (1880), "La langue des tziganes slovaques" (1882), "Historja j ę zyka polskiego" (1883), "Historja j ęzyka bulgarskiego" и мн. др.

Калина как символ

— В народных представлениях славян и русских в частности К. является обычным символом девства, красоты и любви. Об этом говорят обычные песенные выражения: красная К. — прекрасная девица. К. не вызрела — девушка молода, еще рано выдавать ее замуж. К. — символ первоначально только девственной любви: это видно из свадебного обряда похорон К. (в сев. губ. России — девьей красоты). К. и ветки ее играют важную роль в свадебном обряде, как символы девственности, приносимой в жертву невестой. Калиновые мосты — обычное, постоянное общее место в свадебных песнях (мост — соединение, связь). С течением времени первоначальный символический смысл К. затемнился, и она стала означать женщину вообще и всякую любовь. См. А. Потебня, "О некоторых символах в славянской народной поэзии" (44-47 стр., Харьков, 1860);. его же, "Объяснение малорусских и сродных песен"; Н. Ф. Сумцов, "О свадебных обрядах, преимущественно русских" (Харьк., 1881).

В . П.

Калина Ярослав, Иосиф

— чешский поэт (1816-47). Собрание его стихотворений вышло в 1852 г. ("Basnicke spisy"), под редакцией Фр. Духи, приложившего к этому изданию биографию поэта. Стихотворения К. пользовались большим успехом в свое время; особенно сильное впечатление произвела его баллада "K š aft" (1842). Многие сочинения К. переведены на немецкий язык.

Калина, род кустарников

(Viburnum L.) — род кустарников из сем. жимолостевых, Capnfoliceae (см.). Листья супротивные, простые, цельнокрайные, зубчатые или лопастные; цветки собраны в мутовчатые соцветия, с правильным колесовидным венчиком, 5 тычинками и трехгнездной завязью, два гнезда которой никогда не развиваются, а из третьего происходит плод-костянка (drupa) с одним сплющенным семенем (косточкой), окруженным хрящевато-мясистой оболочкой, разной формы. Известно до 80 видов, широко распространенных в умеренном поясе сев. полушария и в Андах, немного на Вест-Индских островах и на Мадагаскаре. Наша обыкновенная К., V. Opulus L. — гладкий кустарник с угловато-лопастными зубчатыми листьями на звездчатых черешках. Цветы белые, причем наружные в соцветии по большей части бесплодные, но венчик их вчетверо или впятеро крупнее срединных, плодущих; костянка красная, эллиптическая, сплющенная. Плоды ее, после того как подвергнутся действию мороза, съедобны; цветы и кора употребляются народной медициной в виде чаев, отваров, настоев. Древесина тверда и идет иногда на мелкие токарные изделия. Растет во всей России, на С. реже, по опушкам лесов и на открытых местах. Садовые разновидности: с красноватыми ветками и пестрыми листьями, карликовая, махровая с розоватыми цветками и "снежный ком" (boule de neige, Schnee-ball), y которой все цветки крупные, бесплодные, собраны шаровидно. Черная калина, или гордовина, V . Lantana L. — попадается дико в южн. половине России, особенно на Кавказе, а чаще разводится и дичает. Ее листья овальные, морщинистые, снизу мягко-пушистые, как и черешки и молодые ветви. Все цветки мелкие, плодущие; плод черный, овальный. Прямые молодые стволы (длиною до 12 фт.), с твердой древесиной, широкой сердцевиной и плотно прижатою полупробковою корою, идут на приготовление чубуков, палок и т. п., а иногда (напр. на Кавказе) — на плетение корзин, обручи и проч.; из коры корней вываривают (там же) так назыв. птичий клей, а листья употребляются для окрашивания в соломенно-желтый цвет. В садоводстве известны, кроме того, следующие важнейшие зимyющиe виды, все североамериканские. Кленолистная К., V. acerifolium, с трехлопастными сердцевидными листьями. Зубчатая, V.dentatum L. — гладкий куст до 15 фт.выс.; кора серая, листья широкоовальные, складчатые, крупнозубчатые; плоды мелкие, круглые, синие. Съедобная, V. edule Pursch., похожа на нашу V. Opulus, но зубцы листьев и лопасти более заострены; плоды съедобны; у нас страдает от морозов. Грушелистная, V. pyrifoliuin Poir., довольно нежное деревцо с блестящими овальными слабо зубчатыми листьями. Из оранжерейных вечнозеленых видов примечательнее других: крупноголовая, V. macrocephalum Fort., из Китая; листья овальные, заостренные, цветки собраны в крупные букетоподобные пучки; ароматная, V. odoratissimum Ke r., также китайская, листья кожистые, широкоэллиптические, зубчатые, цветы белые, пахучие, плод круглый, красный, потом чернеющий; листья этого куста китайцы иногда подмешивают в чай. V.Tinus L. (= V. lauriforme Lmk.), листья ланцетовидно-овальные, цельнокрайные, блестящие; цветы белые или розоватые в зонтикообразных букетах; известна в трех мало различающихся разновидностях. Европейские виды размножаются семенами, американские и вообще внеевропейские — трудно семенами, чаще корневыми отпрысками и черенками, но медленно.

Калинга

— местность вдоль Коромандельского берега, к С. от Мадраса, до устьев Ганга. Это Плиниевы Calingae proximi mari. Здесь находилось царство того же имени, откуда в 75 г. до Р. Х. отправилась колонизационная экспедиция в Яву. Кроме имени г. Калингапатама, о существовании этого царства свидетельствует употребительное в Бирме название Клинг или Каден, которым обозначаются народы на З. от Бирмы и индусская религия яванцев. Царство К. существовало уже в эпоху создания великого индийского эпоса и имело несколько городов (Раджапура, Манипура). Народ К. едва ли был арийского происхождения, так как и теперь только северная часть страны говорит одним из арийских новоиндийских языков, а на Ю. господствует дравидский язык, телинга или телугу (см.). Ср. Lassen, "Indische Alterthumskunde", (т. I, стр. 674 и след.). Здесь царствовало несколько династий, история которых почти совсем неизвестна.

С. Булич

Калинди

- в индийской мифологии: 1) одна из жен Кришны, дочь Солнца; 2) одно из третьестепенных божеств — богиня реки Ямуны (теперь Джумна).

Калинка

Валериан (1826-86) — польский историк, род. в Кракове, был сначала юристом. В первый период своей учено-публицистической деятельности (статьи в разных журналах, брошюра "Jaka była dawniej Polska") К. сильно идеализировал прошлое Польши, жалея простой народ, угнетенный панами, ненавидя иезуитов. Большую пользу принесло К. его знакомство с материалами для польской истории, хранящимися в иностранных архивах Антверпена, Амстердама, Парижа и др. Он впервые открыл их ученому миру в отчетах, помещенных в "Bibliotece warszawskiej" (1853), "Przegladzie poznańskim" (1854-1855) и др. журналах, а также в отдельных сочинениях: "Żywot Tadeusza Tyszkiewicza" (Познань, 1853); "Galicya i Krakow pod panowainem austryackim" (П., 1853). Хотя К. находился под влиянием польской эмиграции 30-х г., но, обладая умом трезвым и проницательным, вооруженный знанием польской истории, он не мог вполне подчиниться чужим идеям. Самостоятельное отношение к прошлому своей родины дало К. особое место в науке, поставив его во главе так назыв. краковской исторической школы. Главное внимание К. обратил на вторую половину XVII в., как на перелом польской истории, и на XVIII в., в котором сказались все результаты предыдущей политики и общественного строя Речи Посполитой. Теперь у него нет следов прежней идеализации прошлого Польши; является сухой индифферентизм к положению простого народа и все более проглядывает клерикальное настроение. Из ученого историка К. часто превращается в моралиста-проповедника. Наиболее полным выражением мировоззрения К. являются два его труда: "Ostatnie lata panowania Stanisława Augusta" (в X т. "Zbior pamiętnikow z XVIII w.", 1868) и "Sejm czteroletni" (I т., 1880 г., II — 1884 и 1886); последний труд остался неоконченным. Обилие новых фактов, художественное изложение, меткие и глубокие характеристики действующих лиц, смелость обличения недостатков прошлого Польши делают эти труды К. весьма ценными. К недостаткам их может быть отнесено преобладание внешней, политической истории Польши над внутренней, огульное обвинение польского народа в испорченности и крайнее увлечение идеалами "змартвыхвстанцев" (ресуррекционистов), в орден которых К. поступил в конце своей жизни. См. Т. Korzon, "W. Kalinka jako historyk. Przeglą d literacki Kraju" (1887); W. Smolenskj, "Stano wisko W. Kalinki w historyografii polskiej" (Варшава, 1887); H. Кареев, "Падение Польши в историч. литературе" (307 сл.).

А. Д-ий.

Калинник

— народное лакомство, известное в средней полосе России, преимущественно в Пензенской губ. Приготовляется из вываренных и протертых ягод калины. Готовая масса помещается между листьями капусты и так запекается. На вид представляет собой род черных лепешек.

Калинников

(Василий Сергеевич) — русский композитор (1866—1900). Написал: кантату "Иоанн Дамаскин", 2 симфонии, 2 оркестровых интермеццо, оркестровую сюиту, симфонические картины "Нимфы", "Кедр и Пальма", музыку к "Царю Борису" графа А. Толстого (увертюра и 4 антракта), пролог к опере "1812 г.", балладу "Русалка", струнный квартет, романсы, фортепьянные пьесы.

Д. Б—н.

Калиновка

— посад Херсонской губ. и у., в окрестностях г. Николаева, при р. Ингуле. Дворов 640, жит. 3542. Населен по приказанию Потемкина великорусскими беспаспортными крестьянами, беглыми из Польши и малороссами в качестве адмиралтейских мастеровых; состоял прежде в ведомстве Черноморского адмиралтейства.

Калиновская станица

— Грозненско го округа Терской обл. Жит. 7311. 2 првсл. церкви; старообрядческий скит (с 1812 г., ок. 40 монахинь). Церковно-приходская школа; мечеть; 2 мусульманские школы и 2 начальные школы. С давних пор существует здесь сапожное ремесло.

Калиновские

— польский дворянский род герба Калинова, известный с конца XV века. Александр Валентин К., генерал подольский и староста брацлавский и винницкий, убит в бою с турками под Цецорою в 1620 г. О сыне его Мартыне см. соотв. статью. Род К. разделился на 13 ветвей, внесенных в I и IV части родословной книги Виленской, Гродненской, Витебской, Волынской, Ковенской, Минской, Могилевской и Подольской губерний и в списки дворян Царства Польского. Кроме того, есть еще один польский и шесть русских родов К., позднейшего происхождения.

В. Р.

Калиновский, Бальтазар Фомич

(1827-1884) — экономист, польского происхождения, из дворян Ковенской губернии. Окончив курс СПб. университета в 1851 г. по камеральному отделению юридического факультета, К. был преподавателем истории и статистики в спб. военно-учебных заведениях. В 1859 г. получил степень магистра политической экономии за рассуждение "О развитии и распространении идеи свободной торговли и о применении ее к положительным законодательствам в главных зап.-европ. государствах" (СПб., 1859). Тогда же он напечатал в сборнике Огрызко статью "О рабочем классе в Англии". В 1861 г. Калиновский был избран адъюнктом СПб. унив. по кафедре законов о государственных повинностях и финансах, но лекций не читал вследствие закрытия университета. В 1862 г. К. ездил за границу и побывал в Лондоне у Герцена, результатом чего было его увольнение от должности. Вскоре после того он был сослан, сначала в Астрахань, затем из Казани, где его судили, в Бийск. В конце 60-х г. ему было разрешено поселиться в Туле, где он был секретарем губернского статистического комитета. В 1873 г. К. переехал в СПб. и вступил в адвокатуру, помощником В. Д. Спасовича, с которым был связан давнишней дружбой; с 1878 г. был присяжным поверенным. С университетской карьерой окончилась и научная деятельность К. Сочинение его о свободе торговли относится всецело к той формации экономического мышления, для которой существование "неизменных законов" политической экономии, т. е. принципа экономической свободы со всеми его частными выводами, составляло основной научный догмат. К. глубоко убежден, что "между интересами частными и общественными нет и не может быть никакого противоречия"; с особенной любовью он цитирует автора "Экономических гармоний", Фр. Бастиа; социальной точкой зрения он пользуется только как оружием против протекционизма. Историческая зависимость направления торговой политики от степени экономического развития страны и от интересов экономически господствующего класса не обратила на себя внимания К.

П. С.'

Калиновский, Григорий

— армейский прапорщик, автор книги "Описание свадебных Украинских простонародных обычаев, в М. России и в Украинской губ., також и в великороссийских слободах, населенных малороссиянами, употребляемых" (СПб., 1772). Это одна из первых книжек, посвященных малорус. этнографии, очень любопытная для своего времени; переиздана: 1) в "Архиве ист.-юрид. свед." Калачова, II, 2-я полов., и 2) в "Харьк. сборн.", 1889, вып. 3. Автор "Описания", по всей вероятности, одно лицо с Григорием К., Севского карабинерного полка поручиком, переведшим с польского ком. "Пропавший кот" (СПб., 1791). Ср. Горленко, "107 лет южно-русск. этногр." ("Киев. стар." 1884, 3); Пыпин, "История русской этнографии" (III, 412).

Калиновский, Мартын

— черниговский воевода и великий коронный гетман Польши. В 1618 г. состоял в войске королевича Владислава под Москвою, где был опасно ранен. В 1648 г., тяжело раненный под Корсунем, взят в плен татарами. По освобождении из плена в 1650 г. разбил брацлавского полковника Нечая под Красным, но вскоре был разбит казаками под городом Винницею. Погиб в битве при Белой Церкви.

Калиновский, Яков Николаевич

(1814—1903) — сельский хозяин; образование получил на медицинском факультете Харьковского университета. Затем слушал лекции в Берлинском, Венском, Мюнхенском и Гейдельбергском университетах и изучал в Гогенгеймском высшем земледельческом институте сельское хозяйство. По возвращении в Россию был приглашен читать лекции сельского хозяйства в ярославском Демидовском лицее. По защите диссертации в Харьковском университете: "О наружных признаках рогатого скота относительно его способности к работе, молочности, откармливания на мясо и приплода" удостоен степени магистра сельского хозяйства и лесоводства и в 1849 г. назначен профессором ярославского Демидовского лицея; с 1853 по 1871 г. состоял профессором Московского унив. по кафедре сельского хозяйства и лесоводства, затем занимался практической сельскохозяйственной деятельностью, управляя крупными имениями в Тульской, Пензенской и Саратовской губерниях. С 1879 г. был директором Мариинского земледельческого училища, а в 1881—84 г. — директором Уманьского училища земледелия и садоводства. Напечатал: "Сахарное сорго" (М., 1856); "Исторический опыт акклиматизации важнейших в сельском хозяйстве растений и животных"; "Охранение млекопитающих и птиц, существенно полезных для земледелия, лесоводства и садоводства" (M., 1871); "Культура пшеницы" (1885); переводчик сочинений: Глогера, "Животные... истребители мышей и насекомых" (1859); Люкаса, "Огородничество" (1861); Тонсона, "Правила оценки сельскохозяйственных земель" (1862); фон Веккерлина, "О разведении, содержании и употреблении животных" (1866); Эм. Вольфа, "Практическое руководство к удобрению почвы" (1869) и др.

Калиновское, село Екатеринославской губернии

(Четвертая рота) — село Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, при реке Пугали и балке Санхаровке. Дворов 496, жителей 3546; школа, 3 ярмарки, лавки. Основано как военное поселение, из валахов, в 1753-1755 гг. Раньше называлось "шанцем Ивановским". В даче села залежи медной руды; в даче К. хуторов — медистые песчаники.

А. М.

Калиновское, село Ставропольской губернии

— село Ставропольской губернии, Александровского уезда. Жителей 3586; старообрядческая молельня, 2 школы, базары еженедельно.

Калиновцы

— одна из новейших русских сект (отрасль хлыстовщины), получившая название от имени своего основателя — крестьянина Демьянского у., дер. Астрешни, Калины Ефимова (1870), который начал проповедовать свое учение в 1821 г. Его помощником был московский мещанин Иван Афанасьев. Подобно хлыстам, К. не отделяются открыто от церкви, усерднее православных посещают храм, дважды или трижды в год исповедуются и причащаются, жизнь ведут строгую и безупречную, избегают брани и сквернословия, употребления мяса и вина; в праздники они собираются в доме у кого-нибудь из своих и занимаются чтением благочестивых книг. Подробностей их учения, при всех усилиях духовных и гражданских исследователей в 1840 и 1841 гг., открыть не удалось, так как, подобно хлыстам, они клятвами взаимно обязываются хранить свое учение в тайне. В позднейшее время сделалось лишь известным, что они приписывали Калине божеское достоинство, называли его братом И. Христа и даже Христом (повторение хлыстовского догмата о многократном воплощении Христа); верили, что он никогда не умрет, что судьба всех людей находится в его руках, что бедствия, которые постигнут мир пред его концом, не коснутся учеников Калины и что он устроит для них тот небесный Иерусалим, о котором говорится в св. Писании. Свое учение Калина подкреплял мнимыми чудесами. Последователи его отдавали себя и все свое в его полное распоряжение, работали бесплатно на его полях. Второй пункт учения Калины — безусловное безбрачие для его последователей; девушки должны были отдавать ему в собственность свое приданое. Сам он, однако, был женат, а после вдовства вел, заведомо для всех, распутную жизнь, что не уменьшало веры в его божественность. Сходствуя с настоящими хлыстами — арзамасскими — в основном догмате относительно многократных воплощений Христа, К., по одним сведениям ("Православный собеседник", 1872), существенно отличаются от них тем, что у них не существует гнусных обрядов — плясок, оканчивающихся свальным грехом, и т. п. По другим сведениям (Варадинов, "История м-ва внутр. дел", т. VIII, стр. 637), Калина, напротив, учил, что "моление следует совершать именно впотьмах, в ночное время и именно "при совершении свального греха". По данным Варадинова, Калина учил об обязанности каждого из членов общины отдавать все свое состояние в ее распоряжение. Число К., при исследовании в 1841 г., определено было не свыше 100 человек, исключительно в пяти деревнях Демьянского уезда.

Н. Б - в.

Калинский

Осип Федорович (1792-1858) — медик, уроженец Киевской губ., воспитанник Киевской духовной акд. и СПб. медико-хирургической; в последней с 1823 г. был адъюнктом по кафедре окулистики, потом терапии (до 1844 г.), участвовал в "Военно-медицинском журнале", напечатал "Dissertatio de nova formandae pupillae methodo" (СПб., 1822); "Рецептура, или наставление сочинять правильные рецепты" (СПб., 1832); "Терапевтические записки" (СПб., 2 ч., 1842) и др.

Калинчак

Иван (Kalinčak) — известный словенский деятель и беллетрист (1822-1881); отец его был евангелический пастор. Учился в Пресбурге, где вошел в кружок Штура (см.), потом в Галле; был директором гимназии в Модре и Тешине. Проникшись идеями Штура, К. не мог спокойно смотреть на жалкое положение своего народа и всеми силами старался пробудить в нем национальное сознание. Его деятельность по оживлению славянского элемента выходила за пределы словенской земли и касалась даже онемеченной Силезии. Это привело к увольнению его от должности (1866). В 1870 г. он принял на себя издание журнала Паулини "Sokol", дав ему новое название: "Orol, č asopis pre zabavu a pou čenie". В ранних своих поэтических произведениях К. находился под влиянием польского писателя-украинофила, Чайковского, и потому они очень напоминают малорусские думы. Скоро он перешел к поэзии своего родного народа и написал ряд талантливых стихотворений в духе тех народных песенок, которые можно назвать словенскими краковяками. В них слышится, по большей части, чувство несчастной или неудачной любви. Вместе с тем у К. замечается особая любовь к военным или боевым темам. Такова, напр., первая его повесть в стихах "Kr ál ů v st ůl", где прославляется король Матиаш (Матвей Корвин) и его словенской Черный полк. Его новеллы первого периода (написанные до 1846 г. и напечатанные до 1849 г.) полны анахронизмов, обусловленных патриотическими тенденциями автора: герои давно минувших времен говорят языком полемических и патриотических статей кружка Штура. Влияние Чайковского сказалось здесь в глубокой тоске по давно утраченной, но страстно желанной свободе, в грустном общем тоне и в картинах природы, как бы принимающей живое участие в человеческих делах. Хотя эти произведения К. и пользовались большим успехом, но в них он был все еще не на своем месте. На настоящую дорогу его направили созданные Чайковским типы из мира старой польской шляхты — маршалки, коморники, судьи, за стаканом старого вина громящие отсутствующих врагов своих шляхетских вольностей. В этих типах К. увидал знакомые образы словенского землянства, которое он хорошо знал с детства. К. был другом и сотрудником двух выдающихся деятелей словенских — Гурбана и Штура. В журнале первого из них, "Slovenskie Pohl'ady", он помещал статьи по литературной критике. Особенное значение имел сделанный им и М. Догнаным (M. Dohnany) разбор книги Заборского "Ž ehry Básn ě a dv ě Ř e či" (Вена,1851), написанной на чешском языке с примесью словенского, так как автор ее был сторонник чешско-словенского литературного единства. Этот разбор так подействовал на Заборского, что он прервал свою литературную деятельность более чем на десять лет. В "Поглядах" же напечатана и самая большая из повестей К.: "Kniež a liptovské ", которую он сам называл "obraz z věku XV", но "obraz" она лишь постольку, поскольку рисует место действия — край Литовский и Спишский. Штуру К. был верным другом и помощником, он перевел по рукописи со словенского на чешский и издал (1853) в Праге, за счет "Матицы Чешской", труд Штура посвященный В. Ст. Караджичу, под заглавием: "О n árodních písních á pov ěstech рlemen Slovanskych". Воспоминания К. о Штура имеют значение для биографии последнего (см. Штур и Словенская литература). Еще важнее его "Rozpomienky na Ondreja Sl ádkovi ča" (в журнале "Sokol", 1862 г.). Собрание повестей К. вышло в свет в 1871-89 гг. Из повестей его "Re štavrá cia" переведена на языки немецкий, хорватский и польский (на последний дважды: Стальмахом и Грабовским).

Ир. П.

Калиостро

(гр. Александр Cagliostro) — известный мистик и чародей-шарлатан, называвший себя разными именами. Истинное его имя — Иосиф Бальзамо, а наиболее популярное из вымышленных — гр. Калиостро. Род. в1743 г. в Палермо, в купеческой семье. Воспитывался в м-ре, откуда бежал и, преследуемый за два воровства, принял фамилию К. и графский титул. После долгих странствований по Египту и Европе он близко сошелся с немецкими масонами. Получая громадные денежные средства из масонских лож, он стал вести в Лондоне роскошную жизнь и много благотворил. Масса, не знавшая источников его дохода, верила, что он владеет философским камнем. Затем К. основал новое египетское масонство, допускавшее применение таинственных сил природы. Объездив Сев. Италию и Германию, он явился в 1779 г. в Митаву и в семье гр. Медемов, занимавшихся алхимией, встретил радушный прием; лечил больных, вызывал духов для желающих и наконец стал преподавать магические науки и демонологию. В 1780 г. К. под именем гр. Феникса прибыл в Петербург, но здесь должен был ограничиться ролью безвозмездного (большей частью) лекаря и близко сошелся только с А. П. Елагиным и кн. Потемкиным; связь последнего с красавицей-женой К. была причиной его быстрого удаления из Петербурга. Через Варшаву и Страсбург он проехал в Париж, где пользовался славой великого магика. Скомпрометированный известной историй с ожерельем королевы, он переселился в Лондон, но, изобличенный журналистом Морандом, скоро бежал оттуда в Голландию, а затем в Германию и Швейцарию. В Риме он основал ложу египетского масонства, но по доносу одного своего адепта был заключен в 1789 г. в крепость св. Ангела и как "еретик, ересеначальник, маг-обманщик и франк-масон" приговорен, уже под настоящим своим именем, римской инквизицией к смертной казни (1 7 91). Папа заменил смертную казнь пожизненным заточением в крепости св. Ангела, где К. спустя четыре года и умер. Перу К. принадлежат:брошюра "M émoire pour le comte de Cagliostro accusé contre Mr. le Procureur-Géné ral accusateur" и "Lettre du comte de Cagliostro аu peuple anglais". Ср. E. Карнович, "Калиостро в Петербурге" (в "Древней и новой России", 1875 г., № 2), и В. Зотов, "Гр. Калиостро" (в "Русск. старине", 1875 г., № 1).

В. Р.

Калипп

(Calippos или Callipos) — греческий астроном доалександрийской эпохи, вероятно, современник Александра Великого, видоизменил метоновский цикл (см. Метон) греческого летосчисления, сократив 4 метоновских цикла (19 солнечных годов = 235 лунным месяцам) на 1 день и составив, таким образом, пятый цикл в 27759 дней = 940 лунным оборотам, так что у него на каждый синодический месяц приходилось 29 дней 12 час. 44' 25", т. е. излишек лишь в 22". Начало цикла К., вероятно, летнее солнце стояние 330 г. до Р. Х. = 27-28 июня. Ср. Bockh, "Ueber die vierj ährigen Sonnenkreise der Alten, vorzü glich den Eudoxischen" (Берл., 1863); Schiaparelli, "Le sfere omocentriche di Eudosso, di Calippo e Aristotele" (Милан, 1874).

Калипсо

(Καλυψώ) — нимфа на баснословном о-ве Огилия, куда спасся Одиссей на обломке корабля, разбитого молнией Зевса за истребление быков Гелиоса (см. Одиссей). Одиссей жил 7 лет на о-ве К., которая тщетно желала соединиться с ним навеки, предлагая ему бессмертие и вечную юность; Одиссей не переставал тосковать по Родине и жене. Наконец боги сжалились и послали Гермеса к К. с приказанием отпустить Одиссея. К. против воли должна была согласиться на это, предварительно научив Одиссея построить плот, на котором он и пустился в дальнейшее плавание.

А. Ш.

Калиптроген

— так называется слой клеточек, дающий начало корневому чехлику (см.), в том случае если слой этот резко обособлен от дерматогена (см.).

Калири

или Елеазар Га-Калир (см.) — один из древнейших и плодовитейших синагогальных поэтов (пайтанов); написал более 200 гимнов, молитв благодарственных и покаяния, элегий и других стихотворений религиозно-назидательного содержания. Преобладающий в его поэзии исторически-легендарный элемент придает ей более эпический характер в отличие от остальной синагогальной поэзии евреев, проникнутой лиризмом. Только немногие из его стихотворений имеют действительно поэтическое достоинство; тем не менее, они вошли в состав литургии всех евреев, за исключением только сефардских (испанских выходцев), поэтическое чутье которых не могло найти удовлетворения в тяжеловесной и искусственной поэзии К. До сих пор не удалось определить в точности ни его родины, ни века, когда он жил; всего вероятнее, что он был. родом из Палестины и жил в VШ ст.

Я. И.

Калисайя

— см. Хинная корка.

Калистегия

(Calystegia L.) — род травянистых растений из семейства вьюнковых, Convolvulaceae (см.). Очень близок к роду вьюнок (см.), от которого отличается только тем, что цветы имеют под завязью особый подпестичный диск, которого нет у рода вьюнок (Convolvulus). Всего известно около 8 видов из умерен. и подтропич. пояса обоих полушарий. Вьющиеся или распростертые по земле травы со слабым стеблем и цельными очередными листьями (у немногих листья лапчато-рассеченные). Красивые крупные цветы, у большинства белые, в виде широкой воронки или бокала с отогнутыми наружу краями, сидят по одному на длинных ножках в углах листьев; при каждом два прицветника, остающиеся при плодах; плод — почти шаровидная коробочка с немногими семенами. Всего более известен у нас С. sepium L., с чисто белыми цветами (звонки, вьюнки, березка, повилика), быстро растущий по протянутым вверх нитям или проволокам, образуя живые цветущие стены беседок и балконов; часто встречается и одичавшим, по приречным кустарникам. Для садов особенно рекомендуется даурская К., С. dahurica Choisy, с розовыми цветами, и махровая китайская С. pubescens flore pleno Ldl., с бледно-розовыми цветами и копьевидными листьями; во время цветения все растение как бы усеяно маленькими розанчиками. Обе — многолетние, зимуют в грунту, но лучше возобновлять по садку каждые 2-3 года. Разводятся очень легко делением корневища или даже длинных белых и мясистых корней, каждый кусок которых хорошо принимается.

А.

Калистога

(Calistoga) — местность в североамериканском штате Калифорния, к С.В. от С.-Франциско; известна горячими источниками и "окаменелым лесом".

Калита, мешок

(польск. kaletar, араб. kheritha) — в Древней Руси мешок, пояс; прозвище великого князя Иоанна Даниловича (см.).

Калита, толстоклювый попугай

(Bolborhynchus monachus) — один из так называемых толстоклювых попугаев (род Bolborhynchus), распространенных в большей части Южной Америки. К роду Bolborhynchus относятся мелкие попугаи, величиной с дрозда или скворца, из группы клинохвостых. К. обращает на себя внимание тем, что это — пока единственный попугай, который гнездится не в дуплах и не в норах, а открыто на деревьях. Гнездовая постройка К. представляет большую (до 1 метра в поперечнике) кучу из плотно сложенных сухих веточек, внутрь которой ведет боковое отверстие; само гнездо, располагающееся внутри этой кучи хвороста, вьется из травы. Нередко одна общая большая куча хвороста служит одновременно для гнезд нескольких пар птиц. Высиживаются яйца одной самкой. Оба пола окрашены одинаково в ярко-зеленый цвет; передняя часть головы, грудь и брюхо — серые; маховые перья — темно-синие. К. держатся стаями до 50 штук и наносят местами (в штатах Ла-Платы) значительный вред возделываемым злакам, в особенности маису.

Ю. В.

Калитва (Новая)

— слобода Острогож ского у. Воронежской губ., в 125 в. от у. г., при рч. Черной К. Дворов 691, жит. 4235, малорусс. происхождения; 2 ярмарки, с оборотом до 200 тыс. р. Црк., начальное училище, 2 винокуренных и 1 салотопенный заводы.

Калитва (Старая)

- слобода Острогожского у., Воронежской губ., в 118 в. от Острогожска, при устье р. Черной К.; основана в 1702 г. черкассами Острогожского полка, составлявшими Калитвянскую сотню, преобразованную в 1765 г. в гусарскую. При учреждения Воронежского наместничества (177 9) Калитва сделана у. г. При восстановлении Слободско-Украинской губ. (в 1797 г.), К. перечислена в эту губ. В 1802— 1803 гг., при преобразовании губ., К., переименованная в заштатный г., снова присоед. к Воронежской губ.; впоследствии переименована в слободу и в отличие от другой К. (Новой) назв. Старою. 831 дв.,жит. 5423. Црк., церковно-приходская школа, богадельня. 2 ярмарки, с оборотом в 70 тыс. р.

Калитва, приток Дона

(Черная) - р. Воронежской губ., правый приток Дона; берет начало в Би рюченском у., протекает по границе его с Валуйским у., а наибольшей частью своей прорезывает южную часть Острогожского у., где близ сл. Старая К. впадает в Дон. Длина течения до 130 в. К. принимает в себя Ольховатку, Россош, Красную, Свинюху и Криушу. При самом устье р. имеются меловые обнажения, весьма богатые белемнитами и др. окаменелостями.

Л. В.

Калитва, приток Сев. Донца

— р. Обл. Войска Донского, Донецкого окр., лев. пр. Сев. Донца; берет начало почти на самой границе округа с Воронежской губ., течет на Ю.В.; приняв рч. Берцовую, поворачивает на ЮЮЗ и после 230 в. течения впадает в Донец у с. Белокалиновского. Берега К. местами круты и обрывисты и представляют сланцевые, каменноугольные и меловые обнажения. По берегам реки раскинулось много цветущих станиц и слобод; устроено множество мельниц. Главные прит. К. : Кадамовка. Лозовая, Осиновая, Большая, Ольховая, Березовая и Меловая.

Л. В.

Калитвенскаястаница

— Донецкого округа, области Войска Донского, в 13 вер. к В.Ю.В. от округа станицы (Каменской), на левом берегу Донца. Жителей 20025. Церковь, одноклассное приходское училище. В окрестностях, в меловой системе, залегает огромными пластами кварцевый песчаник — так наз. "калитвенский камень", хрупкий, но очень красивый в отделке и потому употребляется на постройки.

Калитеевские

— русский дворянский род, существовавший уже в начале XVI в. в Псковской области и внесенный в VI и II части родословной книги Тверской и Новгородской губ.

Калитин

Федор — староста Данославской улицы в Новгород, один из послов к Иоанну III (1477), назвавших его государем (см. Иоанн III).

Калитины

— русский дворянский род. Матвей Кошка-К. был ясельничим в 1495 г. Никита Иванович К., новгородский дворянин, вступил в начале XVII века в шведскую службу и возведен королем Густавом-Адольфом в шведское дворянское достоинство. Потомство его еще существовало в начале нынешнего столетия в Финляндии. Другая ветвь К. осталась в Россия и внесена в VI и II части родословной книги Псковской губ. (Гербовник, X, 100).

В. Р.

Калиф

— см. Халиф.

Калифат

— см. Халифат.

Калифорнийский залив

— в Тихом океане, между 21° и 32° с. ш., мексиканской территории Калифорнии на З. и штатами Сонора и Синалоа на В. На С. в него вливается значительная р. Колорадо, выходящая из Скалистых гор, между 29-29 1/2 ° с. ш.; много о-вов (самые большие — Гвардия и Тибурон), у берегов добываются жемчуг и кораллы. Вообще же берега мало населены, растительность бедна, климат очень сух.

Калифорния Верхняя

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калифорния Нижняя

или Старая (Ваja, Vieja California) — область в Мексике, занимающая полуостров на западном берегу Тихого океана, между 22° 52' — 32° 30' сев. широты. Граничит с С. — сев.-амер. шт. Калифорнией, с В. — Калифорнийским зал., с Ю. и З. — Тихим океаном. Пространство 159324 кв. км. Полуостров по всей длине прорезывается горами, продолжением хребтов Сьерры Невады; самая высокая вершина — Церро де-ла-Гиганта, 1500 м; 2 потухших вулкана и несколько горячих и смолистых ключей; землетрясения здесь не редкость. Хребты гор почти лишены всякой зелени; почва песчаная или каменистая и покрыта кактусами; она необыкновенно плодородна, но воды мало внизу; только 2 небольшие реки стекают с гор в Калифорнийский зал. и 3 — в Тихий океан. В центральной части полу-ова есть источники, питающие много речек и потоков, текущих вдоль горных ложбин; они всасываются пористой почвой или теряются в подземных руслах. К С. от мыса св. Луки воздух мягкий, умеряемые морскими ветрами, далее к Ю. летом на берегу залива и внутри страны жара невыносимая, а на берегах Тихого океана лето прохладно. Зимою бывают иногда сильные дожди, сопровождаемые страшными бурями, но продолжаются недолго. В дождливое время термометр падает до 10° (Р.). Богатые урожаи кукурузы, маниоки, пшеницы, нежных овощей; виноград, апельсины, лимоны, финики, платаны, ананасы и др. нежные плоды — в изобилии. В горах, на немногих пастбищах, пасутся овцы и козы. Море дает богатейшие уловы рыбы самых разнообразных пород: ловятся также устрицы, омары, ракушки и т. п. Жемчужные раковины добываются в Калифорнийском заливе. Из горных богатств Нижняя К. изобилует золотом, но его добывается еще мало. Жителей 31167 (1890). Столица Нижней К. — г. Ла-Паз на юго-вост. оконечности полу-ова; другой значительный г. — Лорето. Нижняя К. открыта Хернандо де-Грихальва в 1534 г. В 1642 г. иезуиты устроили здесь поселения, научили туземцев земледелию и старались образовать их. В XVIII в. сюда устремились испанцы и основали много колоний; до 16 поселков устроено было иезуитами в центральной части полу-ова. В 1767 г. иезуиты были изгнаны, и управление колониями вверено монахам доминиканского ордена.

Калих

(чешск. Kalich) — прежде замок, а теперь развалины на горе того же имени, в Чехии, над р. Требушной. До 1421 г. здесь стояла деревянная крепость, которую усилил чешский вождь Ян Жижка. Имя К. (т. е. чаша, потир) дано было всему укреплению по башне, своею формой напоминавшей чашу. Жижка любил это укрепление и даже к своему имени сделал прибавку "z Kalicha". K. успешно выдержал осаду одного из главнейших врагов гуситства — Сигизмунда Дечинского из Вартенберга. После битвы у Липан, в 1434 г., К. перешел от гуситов во владение Вильгельма Ильбургского, который предпринимал оттуда разбойничьи наезды на чешские и соседние с ними земли. Вследствие этого король Сигизмунд в 1437 г. отдал приказание разрушить К., и замок с тех пор лежит в развалинах.

Ир. П.

Калицеровые

(Calycereae Rich.) — маленькое семейство южно-американских растений, очень близкое к сложноцветным и ворсянковым (см. т.). Всего три рода с 20-ю видами однолетних и многолетних трав; листья различного вида, чаще — зубчато-надрезанные или рассеченные. Белые или беловатые разных оттенков цветы собраны в головчатые соцветия, наподобие ворсянковых или сложноцветных, от которых отличаются (все семейство) тем, что столбик наверху не раздвоен, а цельный. Роды: Boopis Juss. — до 10 видов в Чилийских Андах; Calycera Cav. — тоже до 10 чилийско-перувианских видов, и Acicarpha Juss. -с 3 видами.

А.

Каличе Генрих

(барон Calice) — австрийский дипломат. Род. в 1831 г. В 1868—73 гг. К. был первым австрийским дипломатическим агентом в Китае и Японии. В 1874 г. был назначен посланником в Бухаресте. На Константинопольской конференции 1877 г. К. был представителем от Австро-Венгрии. С 1880 г. состоит послом в Константинополе.

Калиш Давид

(Kalisch, 1820-72) — нем. юморист, еврейского происхождения; сначала был в Лейпциге сотрудником "Charivari", потом в мае 1848 г. основал в Берлине знаменитый "Kladderadatsch". Уже первые пьесы К., "Hunderttausend Thaier" и "Berlin bei Nacht", упрочили за К. репутацию юмориста. Из многочисленных пьес его многие до сих пор удержались в репертуаре, напр. "Doktor Peschke", "Ein gebildeter Hausknecht", "Der Akttenbudiker", "Berlin wie es weint und lacht", "Einer von unsere Leut'", "Die Berliner in Wien", "Der Goldonkel", "Die Mottenburger" и многие др. Собрание куплетов его помещено в "Be r liner Leierkasten" (Берл., 1857, 1863 и 1866). Ср. Ring, "David Kalisch" (Берл., 1873).

Калиш, город

(Kalizs) — губ. г. Калишской губ., в живописной, но низменной долине р. Просны, окружающей город двумя большими и несколькими малыми рукавами, близ прусской границы, в 222 в. от Варшавы, под 51° 45' 5" с. ш. Время основания К. неизвестно; во всяком случае он принадлежит к древнейшим городам Царства Польского. Первонально город находился несколько далее по течению Просны, где ныне с. Старе-Място, но так как топкую местность эту заливает весенними водами, то К. был перенесен на занимаемое им ныне место. В 1108 г. Болеслав Кривоустый в войне с своим братом Збигневом взял приступом город и находившийся при нем укрепленный замок. Во второй половине XIII в. К. был цветущим промышленным городом. В 1306 г. К. был разорен вел. кн. литовским Витовтом. В 1331 г. Калишский замок взят штурмом крестоносцами, но самый город отстоял себя благодаря сильному разливу Просны. Два года спустя К. осаждал мазовецкий князь Земовит. Казимир Великий обнес город и замок каменною стеною, остатки которой сохранились поныне. Начало XV в. — блестящая эпоха города, когда печать его прикладывалась на трактаты с крестоносцами и др. наравне с печатями Кракова, Познани, Сандомира и др. важнейших городов королевства. В 1655 г. шведы овладели городом и хотя год спустя должны были возвратить его полякам, но в разрушенном виде; вслед за тем он пострадал от морового поветрия, наводнений и опустошительных пожаров. В 1706 г. Карл XII занял К., который, однако, вскоре был взят соединенными русско-польскими войска ми. В 1719 г. К. насчитывал всего 34 дома, с 78 жит. Ко времени принадлежности К. Пруссии относится сильный наплыв немцев, осевших здесь навсегда в качестве чиновников, торговцев и ремесленников. К. был некогда главным городом Калишского воеводства (см.), с 1768 г. губ. городом вновь учрежденной Калишской губ., потом уездным г. Варшавской губ. и наконец в 1867 г. снова стал губ. городом. До 1830 г. в К. существовал кадетский корпус, упраздненный после мятежа. К 1 янв. 1894 г. жит. в К. было 19116 ж. (10453 жнщ.); на 10 0 жит. приходилось: православных 3,4, католиков 48,5, протестантов 10,7 и евр. 37,4. Православный храм, при котором приход, попечительство; римско-католические коллегиатский капитул, форальная консистория, два костела и 3 м-ря: францисканского ордена, реформатского орд. (по 8 мон.) и побернардинский. Еванг. приход и евр. божничный дозор. Русск. благотвор. общ. и при нем детский приют св. Ксении; местн. управл. Рос. общ. Кр. Креста, Калишское благотвор. общ.; губ. совет общ. призрения, больница св. Троицы, еврейская б-ца, дом призрения старцев, детский приют и состоящий при нем дамский комитет. Мужская и женская гимназии, реальное училище, начальное 2-клас. учил. для православных детей и 8 одно— и двухклассных школ разных типов. Дирекция земского кредитн. общества, фабричная инспекция, отдел. госуд. банка, городское кредитное общество, общественное собрание и вольное пожарное общество. 6 врачей, 2 ветеринара, 5 дантистов, 4 аптеки. Санитарные условия города ввиду низменного положения его не вполне удовлетворительны; в особенности ощутителен недостаток в чистой питьевой воде. Теперь устраивается артезианский колодец. В самом К. и его окрестностях фабрик и заводов: мыловаренных 3, пивомедоваренных 2, винокуренный 1, мукомольных 2, сахарорафинадных 2, табачных 2, суконных 1, ленточных 1 и шерстяных 2; кроме того, до 77 мелких заводов с кустарным характером производства; общий оборот около 3000000 р. На площади замка чугунный монумент, сооруженный в память заключенного здесь 25-го марта 1813 г. союза императора Александра I с прусским королем Фридрихом Вильгельмом III. Памятник воздвигнут имп. Николаем I в 1835 г. и освящен в присутствии войск обеих держав.

Л. Вейнберг.

Калишская губерния

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калишская губерния (дополнение к статье)

(см. соотв. статью). — По переписи 1897 г. в Калишской губ. было 840597 жителей (414488 мужч. и 426109 женщ.), из них в городах 115992. Главная масса населения состоит из поляков (705400), затем идут евреи (64193), немцы (61482), русские (8919) и друг. национальности (603 чел.). — Крестьян в К. губ. 676667, мещан — 144577, дворян и чиновников — 8684, иностранцев — 8856, лиц других сословий — 1813. Распределение жителей по уездам см. Россия.

Калишские губернские ведомости

— издаются с 1867 г., еженедельно. До 1872 г. часть неофициальная печаталась на польском языке, с 1872 г. — обе части на русском языке. Редактор с 1868 г. Любимский.

Калишское воеводство

— Земля Калишская составляла первоначально часть Великой Польши, вместе с которой при разделе государства Болеславом Кривоустым досталась сыну его, Мечиславу Старому. При разделе Великой Польши в 1247 г. между правнуками Мечислава К. земля перешла к Болеславу Благочестивому и образовала в его владении отдельное княжество. Племянник Болеслава, Пржемыслав, соединил Калиш с княжествами Гнезненским и Познанским, а когда он сделался королем, К. земля составила в ряду коронных земель воеводство, которое и просуществовало до самого падения Польши. Сперва оно состояло из 6 поветов, но в 1768 г. два из них вошли в состав особого воеводства, Гнезненского. Сеймик у К. воеводства был общий с воеводством Познанским. К. воеводство входило в состав Великопольской провинции. При разделе Польши оно перешло к Пруссии, затем входило в состав герц. Варшавского и, наконец, присоединено к Царству Польскому.

Калка

— река, на которой произошло первое столкновение русских с монголами. В 1223 г. полководцы Чингисхана проникли в половецкую землю и нанесли половцам жестокое поражение. Половецкие князья бежали в русскую землю и обратились за помощью к русским князьям, подкрепляя просьбы подарками. Южно-русские князья на совете в Киеве решили встретить татар на чужой земле и в апреле выступили в поход. Татары присылали послов с мирными предложениями, но русские перебили послов. На Днепре соединились ополчения киевское, черниговское, смоленское, курское, трубчевское и путивльское, а также волынцы и галичане: последние прибыли на судах по Черному морю. К русским присоединились и половцы. Князья перешли Днепр и вступили в степь. В первой стычке русские одолели монголов. Через 8 дней русские дошли до р. К. (ныне р. Калец, впадающая вместе с р. Кальмиусом в Азовское море), снова встретили передовые татарские отряды и разбили их. Мстислав Мстиславович Удалой перешел реку, не предупредив других князей, из желания одному стяжать славу победителя. Несмотря на храбрость русских князей, особенно Даниила Романовича, битва была проиграна вследствие бегства половцев, которые смяли русских (31 мая). Татары преследовали бегущие русские полки до р. Днепра. Шестеро князей и множество воинов погибло во время бегства. Жители городов, лежавших на пути татар, отворяли им ворота и выходили навстречу с крестами, но татары всех их перебили. Киевское ополчение под начальством Мстислава Романовича укрепилось на горе над р. К. и 3 дня отбивалось от татар. Союзники татар, бродники, предложили Мстиславу и бывшим с ним князьям сдаться, обещая, что татары отпустят их за выкуп. Князья поверили и сдались, но татары умертвили их. После Калкской победы татары возвратились на восток. В битве на К. участвовали лишь южане, так как посланный вел. кн. Юрием Суздальским Василько Ростовский успел дойти со своими войском только до Чернигова и, узнав о поражении русских, возвратился назад (рассказ о Калкской битве в летоп. Ипат., стр. 495— 497; Лавр., 477-488. О годе Калкской битвы см. "Исследование" Куника в "Уч. зап. Акд. Н." по I и III отд., т. II, 1854).

Е. А. К.

Калкаманские грязи

— при соляном озере Калкаман, в Семипалатинской обл. Павлодарского у. Зданий или каких-либо приспособлений для лечения не имеется, хотя сюда с 1877 г. посылаются больные из Омского военного госпиталя.

Калкан

— озеро и гора Верхнеуральского у. Оренбургской губ., к С. от Верхнеуральска, в 4 в. к ЮЮВ от деревни Рисаевой. Гора возвышается на 450 фт. над поверхностью озера и тянется по зап. его берегу; она состоит преимущественно из серпентина и нефрита. Озеро и гора К. находятся весьма близко от верховьев р. Урала, что ввело в заблуждение Рычкова, ошибочно уверявшего, что из горы К. берет начало р. Яик.

Калканделен

— г. в турецком вилайете Монастир, в верхней долине Вардара, у прохода через Шардаг в Присренд, с 5000 жителями, большею частью мусульман.

Калкуны

— мст. Курляндской губ.; оно же Грива.

Калла

(Calla palustris L.), белокрыльник, также водяной корень (Олонец.), житница (Могилев.), лягушечник (Твер.), хлебница, и др. — травянистое водяное растение из семейства ароидных (см.). Из толстого рыхлого корневища, стелющегося горизонтально по дну, выходят кольцами веревкообразные корни и 2-3 крупных глянцевитых широких листа, при основании сердцевидных, а на конце острых; из середины листьев выступает цветочная стрелка с коротким и толстым соцветием (початок) на конце; при соцветии особый кроющий лист (поволока), снаружи зеленый, а со стороны початка снежно-белый; плоды — красные ягоды. Широко распространено по стоячим водам умеренного пояса почти всего сев. полушария. Единственный вид рода Calla. Плоды ядовиты, но корневище, высушенное и затем вымоченное в воде, примешивается в наших северных губерниях к ржаной муке и идет в хлеб, откуда и название "хлебница". Листья и корни могут служить для откармливания свиней. Очень легко разводится делением корневища и рекомендуется для культуры в прудах и горшках, но без стока воды.

А.

Каллавеси

(Kallavesi) — значительное озеро в Куопиоской губ., входящее в состав системы озер, соединяющихся с Саймой и изливающихся через Вуоксу. Вместе с северн. его продолжением Маанингаселькэ, которое образует замечательно живописный залив Туовиланлакс, куда изливаются значительным водопадом воды нескольких небольших озер, и с южн. продолжением его (Соткаселькэ и Коирусвеси) оно имеет в длину около 95 км и поверхность около 1000 кв. км. Наибольшая глубина его 28 саж., но по большей части оно гораздо мельче (в южн. части лишь 3-4 саж.). Полуостровом, на котором находится г. Куопио, К. делится на две части, соединенные прол. Тойвала; из Коирусвеси через канал Коннус, обходящий порог Коннус, оно сообщается с Коннусселькэ, а далее на Ю. с оз. Хаукивеси (Haukivesi).

H. Кн.

Каллай

Вениамин (K á llay) — австро-венгерский государственный деятель, род. в 1839 г., в 1867 г. вступил в венгерский парламент. В бытность генеральным консулом в Белграде совершил большие путешествия по Балканскому полуо-ву и Малой Азии. После Слави К. назначен общеимперским министром финансов, и в то же время ему поручено управление Боснией и Герцеговиной. Написал "Историю сербов" (на нем. яз., том I, Пешт, 1877-78) и "Восточную политику России" (на нем. яз., Пешт, 1878).

Каллай Веньямин (дополнение к статье)

(Kallay) — австро-венгерский политический деятель; ум. в 1903 г. на посту имперского министра финансов.

Каллакалла

(Callacalla) — судоходная река в южно-американской республике Чили, вытекает из Кордильев, протекает провинцию Вальдивию и впадает в Тихий океан у г. Вальдивии, принимая у устья название Рио Вальдивия. Длина течения 140 кл.; бассейн ее обнимает 8450 кв. км.

Каллао де Лима

— см. Калльяо.

Каллаур

— литовский дворянский род герба Остоя, восходящий к XVI веку и внесенный в VI часть родословной книги Минской губ.

Каллаш Владимир Владимирович

— писатель. Род. в 1866 г.; окончил курс в Московском унив. по филол. факультету. Состоит преподавателем в московских учебных заведениях. Главные его труды: "Положение неспособных к труду стариков в первобытном обществе. (М., 1889), "Палий и Мазепа в народной поэзии" (М., 1889), "Что сделано Екатериной II для русского нар. просвещения" (М., 1896), "Новые труды по истории школы и просвещения" (М., 1897), "Черты дореформенного воспитания" (М., 1898), "Из истории Екатерининской школы" (М., 189 8), "К истории нар. театра: "Царь Максимилиан" (М., 1899), "Поэтич. оценка Пушкина" (М., 1899), "Опыт пересмотра некоторых спорных вопросов о Белинском" (М., 1900), "Несколько догадок и соображений о "Слове о Полку Игореве" (М., 1900), "Из истории малорусской литературы 20-х гг. XIX в." (3 вып., Киев, 1900), "Материалы и заметки по истории русской литературы" (СПб., 1901). Под ред. К. вышло первое научное издание соч. Крылова (СПб., 1903—1905).

Предыдущая страница Следующая страница