Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "К" (часть 74, Ком - Кон)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "К" (часть 74, Ком - Кон)

Предыдущая страница Следующая страница

Коммерческое образование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коммерческое образование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коммерш

(Kommers, от лат. commercium — общение) — в немецком и балтийском студенческом быту так называются торжественные пирушки, которыми сопровождается всякий университетский праздник, а также начало и конец семестра (в честь вновь вступающих в корпорацию студентов и оканчивающих курс). О Kommersb ü cher см. Студенческие песни.

Коммивояжер

(франц.) — странствующий агент (см. Агент) по торговым делам. В России к услугам К. в обширных размерах прибегают лишь лодзинские (отчасти и белостокские) фабриканты, и этим значительно обусловлен широкий сбыт, какой получают лодзинские фабрикаты.

Коммисаржевская

(Вера Федоровна) — талантливая драматическая артистка, дочь оперного певца Ф. П. К. (см.). Род. в 1868 г. Сценическому искусству обучалась под руководством В. Н. Давыдова. Дебютировала в Новочеркасске в 1893 г. в ролях ing é nue comique. В следующем году К. с шумным успехом выступила в Вильне, где перешла на роли ing é nue dramatique. В 1896 г. К. была принята в труппу Александринского театра. Здесь своеобразный талант артистки вскоре привлек ей горячие симпатии публики. Наибольший успех имела игра ее в пьесах: "Бой бабочек", "Гибель Содома", "Родина", "Бесприданница", "Бедная невеста", "Волшебная сказка". В 1903 г. состоялся ряд гастролей К. на сцене Maлого театра. Здесь она впервые выступила в "Сказке" Шницлера, "Искуплении" Потапенко и др. С 1904 г. К. играет в открытом ею в СПб. собственном "Драматическом театре", привлекшем симпатии петербургского общества своим серьезным репертуаром и хорошим ансамблем драматических сил. Игра К. подкупает зрителя своей чрезвычайной простотой и естественностью; в трагические моменты ей удается проявить захватывающий и потрясающий зрителя подъем сил. Сложная психика впечатлительной, любящей и страдающей женщины изображается ею необыкновенно художественно и цельно.

Коммисаржевский

(Федор Петрович) — русский тенор, род. в 1838 г., учился в Италии у Репетто, пел в Риме, Милане, Опорто. С 1863 по 1878 гг. пел в СПб. в русской опере и пользовался успехом, главным образом, благодаря сценическому таланту и уменью эффектно фразировать. Пел в "Русалке", "Каменном госте", "Борисе Годунове", "Фра-Дьяволо", "Фаворитке" и многих др. операх. Переселившись в Москву, посвятил себя педагогической деятельности.

Н. С.

Коммиссаров

(Осип Иванович, 1838 — 1892) — шапочный мастер, уроженец Костромской губернии, 4 апреля 1866 г. спас жизнь императора Александра II, отведши в сторону руку злоумышленника Каракозова, за что был возведен в потомственное дворянство, под фамилией Коммиссаров-Костромской.

Коммиссаровская школа

в СПб. — основана в 1867 г. односельцами Коммиссарова (см.); двухклассная, бесплатная ремесленная школа (ремесла фуражечное и башмачное).

Коммод

(Луций-Элий-Аврелий-Марк-Антонин Commodus) — римский император со 180 — 192 г., род. в 161 г., недостойный сын императора М.-Аврелия-Антонина и Аннии Фаустины; сопровождал отца во время походов в Азию в 176 г. и к Дунаю против маркоманнов и квадов в 178 г.; после смерти отца (180) заключил невыгодный мир и поспешил в Рим, чтобы предаться своим порочным наклонностям. Управление он поручил своим любимцам Переннису († в 185 г.) и Клеандру, сам же называл себя "Hercules Romanus" и выступал в амфитеатре гладиатором в боях с людьми и дикими животными. В то же время он совершал величайшие жестокости, особенно после открытия устроенного его сестрой Лициллой против его жизни заговора (183). Когда он решил казнить и любовницу свою, Марцию, приближенного Эклекта и префекта гвардии Лэта, последние решили его отравить; когда отрава не подействовала, они дали его задушить гладиатору Нарциссу. Найденный (1874) в Риме мраморный бюст К., представляет его в виде Геркулеса, с палицей в правой руке и яблоками Гесперид в левой. Жизнь его описали грек Геродиан и римлянин Элий Лампридий.

Коммодиан

(Commodianus) — латинский поэт первой половины III века, родом из Газы, в Сирии, где провел детство язычником; изучением Св. Писания привлечен был в христианство и умер, как предполагают, епископом в северной Африке. Сохранились 2 стихотворения его, исполненные христианской ревности. Из них " Instucti o nes adversus gentium deos" состоит из 80 песен, в которых К. доказывает несостоятельность язычества, советует язычникам, как и евреям, принять христианство и обращается с серьезными увещаниями к христианам, мирянам и духовным. В "Carmen apologeticum adver s us Judaeos et gentes", 249 г., К., ввиду близящегося светопреставления, увещевает неверных обратиться к христианству. Оба стихотворения (изд. Людвигом, Лейпциг, 1877—78) написаны неправильным гекзаметром; "Instructiones" составлены в виде акростихов.

См. Leimbach, "Ueber Commodian's Carmen apologeticum" (Шмалькальден, 1877).

Коммонер

(Commoner) — в Англии всякий, не принадлежащий к знати (Nobility), т. е. к членам палаты лордов, так как в Англии только призыв в наследственный совет короны создает дворянское состояние. Владельцы рыцарских имений, как таковые, никогда в Англии не составляли наследственного сословия, так как корона всегда разрешала отчуждение рыцарских ленов, а при Эдуарде I, статутом Quia empotes, даже поощряла. Поэтому в Англии совершенно нет сословия, соответствующего низшему дворянству континента; титулованное дворянство (баронеты; см.) впервые появилось при Стюартах. Даже сыновья пэров, с юридической точки зрения, причисляются к сословию К. (Commonalty) и в официальных документах именуются просто эсквайрами, хотя некоторым из них (сыновьям герцогов и маркизов и старшим сыновьям графов), из вежливости (by courtesy), присваивается титул лорда. И представители джентри (см.) причисляются к Commonalty. Древние землевладельческие роды могут, благодаря своим владениям и личным достоинствам отдельных представителей, пользоваться громадным влиянием, но все же они, пока не возведены в пэрство, причисляются не к знати, а к Commonalty. По английскому праву, Commonalty образует второй класс гражданского состояния и распадается на множество подразделений, которые при Генрихе VIII были сведены в своего рода табель о рангах.

Коммос

(κόμμος) — в древнегреческих драмах плачевные песни, певшиеся между хором и актерами.

Коммуна парижская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коммунальная хартия

— см. Коммуна.

Коммунальное войско

(troupes des communes), т. е. войско городских общин — существовало во Франции еще при Людовике VI. Филипп-Август определил степень участия, которое каждый город и церковный приход были обязаны принимать в войнах, число и род выставляемых войск, их вооружение и правила содержания. Отборные ратники К. войска входили в состав конных и пеших сержантов (sergents à cheval et à pied); остальные составляли дружины стрелков из луков и самопалов. К. войско набиралось из городских обывателей и наемников и содержалось за счет города.

Коммунары

— приверженцы парижской коммуны 1871 г.

Коммунеросы

(Comuneros, Communeros) — приверженцы движения испанских городских общин, поднявшегося в 1520 г., сначала в Валенсии, а затем в Кастилии, против иноземного гнета, установившегося при Карле V. К., состоявшие, главным образом, из горожан и крестьян, основали священную хунту в Авиле и требовали устранения иностранцев от всех должностей, обложения дворянства и духовенства и восстановления древних прав и вольностей народа. Во главе движения стояли Хуан де Падилья и жена его Мария Пачеко. Для осуществления реформ собрался в октябре сейм в Пордесилласе. Но так как не все города примкнули к движению, то К., несмотря на поддержку французского короля, были разбиты дворянским ополчением 21 апреля 1521 г. при Вильяларе.

К. или сынами Падильи назывались в Испании также члены тайного общества, выделившегося в 1821 г. из союза испанских масонов. Часть К. принадлежала раньше к карбонариям (см.). Умеренные и конституционно настроенные масоны скоро были затерты К., стремившимися к установлению всевластия народа; их лозунгом была безусловная свобода и полное равенство. Баллестертос (см.) и Ромеро Альпуенте были первыми их главарями. Уже в 1821 г. К. имели в Мадриде центральную хунту и кассу, куда стекались добровольные взносы членов общества; в каждой провинции была провинциальная касса. В 1822 г. общество насчитывало 40000 членов (рыцарей); впоследствии число их возросло до 70000. Общая ненависть против второго и третьего министерств, образованных после восстановления кортесов, снова сблизила К. с франкмасонами; когда же последние, 7 июля 1822 г., организовали министерство Сан-Мигуэля, то прежние раздоры возобновились. Министерство Сан-Мигуэля было 19 февраля 1823 г . распущено, а во главе нового кабинета стал, 1 марта, Флорес д'Эстрада, который считался ставленником К. После восстановления абсолютизма общество К. объявлено было запрещенным, а за участие в нем установлены уголовные кары. Тем не менее общество это, по-видимому, продолжало свое существование.

Ср. Br ü ck, "Die geheimen Gesellschaften in Spanien" (Майнц, 1881).

Коммунизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коммуникация

коммуникационные линии, в военном смысле — пути, соединяющие базу (территориальную полосу в тылу армии, на которой собраны все средства для ведения войны) с местом расположения армии. Путями этими могут быть обыкновенные дороги, судоходные реки, железные дороги. Наиболее удобный и дешевый путь — водяной, но им не всегда возможно пользоваться, вследствие спада вод или их замерзания. При устройстве К. линии на обыкновенной дороге, ее разделяют на этапы величиной в 1 переход (20—30 верст); в каждом этапном пункте устраивается станция, состоящая из наскоро укрепленного поста, магазина обуви, одежды и продовольственных запасов и госпиталя, под прикрытием небольшого гарнизона. К каждой станции приписывается участок окружной местности, в районе 10—15 верст, для исполнения подводной и др. повинностей. Устройство К. линий по железным дорогам выработалось лишь недавно, особенно во время франко-прусской войны 1870—71 гг. При значительно расширившейся ныне базе, обнимающей весь тыл армии вплоть до расположения корпусов в мирное время, началом К. линии, начальным этапным пунктом служит одна из обширных железнодорожных станций в районе мирного расположения каждого из корпусов. На этой станции устраивается обширный магазин (называемый у немцев "запасным", Ersatzmagazin). Далее, ближе к границе, устраиваются "сборные магазины" (тоже на больших железнодорожных станциях, на узлах сухопутных и речных сообщений), в которых постоянно должны находиться налицо 5—6-дневные запасы для армии. На этих сборных станциях сосредоточиваются поезда различных корпусных районов до перехода их на железные дороги театра военных действий. Отсюда посылаются армии запасы, по мере требований войсковых начальников. Станции, на которых К. линия внутри страны переходит на железные дороги театра военных действий, называются "военно-переходными" (Uebergangsstation, Stations de transition). Железные дороги на театре военных действий подчинены уже этапным инспекциям армии. Поезда, отправляемые со сборных станций к армии, доходят до расположения ее настолько, насколько это допускается безопасностью движения. Пункты, где коммуникационные линии переходят на обыкновенную дорогу, называются главными этапными пунктами (Hauptetappenorte, stations t êtes d'é tapes de guerre) или "конечными выгрузными станциями", которые перемещаются по мере движения армии вперед. От конечных станций запасы доставляются войскам уже собственными средствами последних или же парками, собранными реквизиционным путем.

Коммуны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коммутатор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коммутация

— угол при Солнце, образуемый линиями, проведенными от центра Солнца к Земле и к какой-нибудь планете. Еще чаще под К. разумеют проекцию этого угла на плоскость эклиптики, так что если угол К. равен 0°, то планета находится в противостоянии с Солнцем, если же он равен 180°, то в соединении.

В. В. В.

Комната

в государевом дворце и боярских хоромах — собственно кабинет или вообще помещение, где проводили большую часть дня. В переднем углу всегда стояло кресло для хозяина хором. В К. государь обыкновенно принимал доклады, для чего перед креслом ставился стол с красным сукном и письменными принадлежностями. У стен стояли поставцы или шкафы с бумагами, письмами, книгами и др. В обыкновенной избе К. была пристройкой или надстройкой, большей частью занимала места меньше горницы, высотой не превышала 4 аршин и имела назначением служить столовой, гостиной, для пиров, для невестиных смотрин и брачной К. В доме зажиточного хозяина, кроме множества образов во всех покоях и жильях, была еще одна К., где находились только образа, стоявшие во всю стену, наподобие иконостаса. Перед образами стоял аналой с книгами и др. церковными принадлежностями. Такая К. называлась крестовой или образной. В ней, кроме каждодневной утренней молитвы, нередко отправлялись заутреня, часы и вечерня.

В. Р - в.

Комнатная муха

(Musca domestica) — самая обыкновенная из мух. Цвет серый, нижняя часть головы желтая, грудь сверху с 4 черными полосками, брюшко с четырехугольными черными пятнами, снизу желтоватое; длина 6—8 мм. Распространена почти по всей Земле, попадается в течение всего года в домах. Взрослые питаются различными жидкими веществами; они не кусают (кусающиеся мухи, которых обыкновенно смешивают с домашними мухами — жигалки, Stomoxys calcitrans). Самка кладет 60—70 яиц, белые личинки спереди заостренной, сзади усеченной формы выходят из яйца при благоприятных условиях уже через 12 часов; все развитие требует около месяца. Личинки живут в испражнениях различных животных, особенно лошадей и кур, а также и других гниющих веществах.

Н. Кн.

Комнатные надзиратели

— см. Надзиратели.

Комни(е)ны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Комо

(Como) — главный город итальянской провинции К., в Ломбардии, у юго-западного конца озера Комо (см. Комское озеро), в красивой долине, окруженной горами, которые почти до самых вершин покрыты садами и оливковыми и каштановыми лесами. Около 11 тысяч жителей. К. окружен стенами и башнями, имеет много церквей, собор весь из мрамора, и др. красивые здания, статуи Гарибальди и физика Вольты, родившегося в К. Многочисленные мануфактуры приготовляют бархат, тафту, чулки и перчатки. Вблизи мраморные ломки. Близость Альп делает климат К. несколько дождливым. В римские времена К. был значительным городом; он становится все независимее со времени борьбы Генриха IV с Григорием VII, но в борьбе с Миланом был покорен. Император Фридрих I нашел в К. верного союзника против Милана и др. ломбардских городов. Позднее К. переходит от одного владетеля к другому.

Комов

(Иван Иванович, † в 1790 г.) — русский ученый агроном. По окончании курса в московской духовной академии, изучал сельское хозяйство в Англии и потом состоял профессором земледелия и других наук и помощником московского директора экономии. Автор сочинений: "О земледельческих орудиях" (1785; 2 изд. 1791; 3 изд. 1879) и "О земледелии" (1788).

Комовские

— дворянский род, идущий от польского шляхтича Яна Космовского, которому в 1621 г. Сигизмунд III пожаловал поместье в Смоленском воеводстве. Его внуки в 1655 г. поступили в русское подданство, а один из правнуков, Осип Борисович, переселился в Малороссию и стал писаться Комовским. О Василии и Сергее К. — см. статью Комовский; брат их, Александр Дмитриевич — статс-секретарь и сенатор. Род Комовских внесен в VI часть родословной книги С.-Петербургской губернии (Общий Гербовник, V, 90).

В. Р.

Комовский

(Василий Дмитриевич, 1803 — 1851) — воспитывался в царскосельском лицее, затем служил по министерству народного просвещения и был начальником канцелярии министра и главным редактором археографической комиссии по изданию актов на иностранных языках. Перевел с немецкого: Ф. Шлегеля, "История древней и новой литературы" (СПб., 1834) и Менцеля, "Немецкая словесность" (СПб., 1837—38).

Брат его, Сергей Дмитриевич (1798 — 1879) служил по ведомству императрицы Марии. В лицее он был товарищем Пушкина. Поместил несколько статей в "Русском Архиве" и "Московских Ведомостях".

В. К.

Комон

(Арсисс de Caumont, 1802 — 1873) французский археолог, известен как трудолюбивый ученый, положивший начало изучению художественных и др. древностей своего отечества, заботившийся об учреждении особых обществ с целью их исследования и возбуждавший любовь к ним своими лекциями, которые потом были изданы им в виде сборника, под заглавием: "Cours d'antiquit és monumentales professé à Caen" (1831—41), с приложением атласа рисунков, изображающих архитектурные и др. памятники Франции, от древнейших времен и до ранней эпохи Возрождения. В 1836 г. он основал французское археологическое общество и стал издавать журнал: "Bulletin monumental", продолжавший выходить в свет до 1873 г. и составивший 38 томов. Из прочих учено-литературных трудов К. особенно ценны: "Histoire de l'architecture religieuse, militaire et civile au Moyen-Age" (2 изд. 1 8 37); "Histoire de l'art dans l'Ouest de la France" (1831—40, в 6 томах) и "Ab écédaire, ou rudiments d'arché ologie" (4 изд. 1867).

A. С - в.

Комонфорт

(Игнацио Comonfort, 1812 — 1863) — президент мексиканской республики (1855—1858). С 1842 г. по 1846 г. Комонфорт был членом конгресса; в 1854 году принял участие в движении Альвареса против Санта-Анны. Во время своего президентства К. пришлось вести тяжелую борьбу с реакционной партией и духовенством, имущества которого он конфисковал. Оппозиция, восстанием 1858 г. добилась его низложения. К. бежал в Соединенные Штаты и вернулся, когда либеральная партия, с Хуаресом во главе, восторжествовала. При вторжении французов в Мексику К. командовал корпусом, но был разбит французами. К., однако, не положил оружия и был убит во время нападения на него отряда французов.

Комора

(стар.) — в Малороссии таможенная застава. Коморник — 1) таможенный надзиратель, 2) помощник подкоморого (см.).

Коморин

(Cape Comorin) — мыс в Азии, южная оконечность Индустана, вдающаяся в Индийский океан под 8°5' северной широты и 77°30' восточной долготы.

Коморн

(Komorn, мадьярск. Kom á ron) — главный город комитата того же имени, у слияния рек Дуная и Вага, на восточном углу острова Шют, насупротив города Уй-Сень (Uj-Sz ö ny), с которым соединяется понтонным мостом; жителей 13076, преимущественно мадьяр-католиков (4114 евангелического исповедания и 1925 евреев); большая церковь во имя св. Андрея, церковь св. Иоанна и др.; католическая прогимназия; оживленная торговля хлебом, вином, деревом и рыбой. В 1½ км от города, при впадении реки Вага в Дунай, лежит построенное еще королем венгерским Матвеем Корвиным укрепление К., которого шанцы и верки тянутся на 11 км. В этом укреплении помещается городской гарнизон. Во время венгерской войны 1849 г. (см.) К. имел особенно важное значение, как опорный пункт для войск Гергея (см.), давший им возможность выдержать двукратный бой с австрийской армией барона Гайнау, подкрепленной русской дивизией генерала Панютина. 1-е сражение под стенами К. происходило 18, а 2-е — 29 июня. И в том, и в другом русские войска, особенно артиллерия, оказали самую существенную и своевременную помощь австрийцам. Последствием 2-го сражения было отступление Гергея к Пешту. В К. оставлено было 18 тыс. человек под начальством Клапки (см.), который вслед затем, пользуясь удалением главной австрийской армии на юг, нанес несколько весьма чувствительных ударов оставленному под крепостью австрийскому корпусу генерала Чорича; но когда последний был усилен значительными подкреплениями, то венгерцам пришлось ограничиться обороной. Тем не менее они продолжали упорно держаться, и только 18 сентября Клапка, убежденный в полной невозможности защищаться долее, подписал капитуляцию, весьма почетную.

Ср. Szil á nyi, "К. im J. 1849" (Лейпциг, 1851).

Коморницкая Мария

(Marya Komornicka) — польская поэтесса, представительница младшего поколения литературной "Молодой Польши". Род. в 1876 г. Первые стихотворения К. появились в 1891 г.; отдельно изданы ею "Szkice" (1893), драма "Skrzywdzieni" (1894), "Baś nié" (1900), "P salmodie", повесть "Halszka", "Biesy" (1903) и др. Основное настроение ее произведений — ничем не уравновешенная пылкость молодой индивидуальной души, сплошной "крик ностальгии" и "динамитных эффектов", "стремление к вершинам".

Коморнский комитат

— в Венгрии, 2944,07 кв. км с населением в 159504 человека, преимущественно мадьяр и католиков (11672 немца, 9791 словак; евангелического исповедания 51109 человек и иудейского 7457 человек); от разливов рек во время половодья почва замечательно плодородна.

Коморовские

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коморовский Игнатий

— польский композитор-дилетант (1824—57), автор популярных польских псен "Висла", "Украинец", "Мацек", "Калина" и многих других.

Коморские острова

(Comor) — открытая в 1598 г. Гутманом группа из 4-х больших и нескольких меньших островов, между 11—13° южной широты и 43—46° восточной долготы (от Гринича), при северном входе в Мозамбикский пролив. В общем, острова возвышенны и гористы, частью вулканического происхождения, по краям образованы из коралловых рифов; отличаются плодородием и смягченным морскими ветрами климатом. Роскошная тропическая растительность; фауна однородна с Мадагаскаром; встречаются и некоторые животные, свойственные африканскому материку. Из домашних животных особенно разводится рогатый скот и овцы.

Жители — мусульмане, смесь восточно-африканских негров суахили, арабов и сакалавов — миролюбивы, честны и гостеприимны; занимаются земледелием, приготовлением полотна, оружия, кузнечных и ювелирных изделий. Вывоз: кокосовое масло и черепахи. Из островов три управляются каждый особым арабским султаном, четвертый остров — Майотта (300 кв. км с 9598 жителями) — уступлен французам в 1841 г.; он соединен кабелем с Занзибаром и Мадагаскаром; возделывается сахарный тростник. К северо-западу от Майотты лежит остров Иоханна (Nsuani), с 12000 жителями, очень плодородный и доступный для судов; англичане имеют здесь угольную станцию. Остров Мохилла, с 6000 жителей, богат скотом. Большой Коморо (арабск. Аngasija) перерезан цепью холмов, среди которых возвышается вулкан в 2250—2660 м высотой; 1012 кв. км, с 35000 жителей. Dsujini — резиденция главного султана.

К. острова находятся под протекторатом Франции с 1886 г. Они подчинены губернатору Майотты и управляются резидентом на острове Иоханна.

Комотау

(нем. Komotau) — город и округ в Чехии: см. Хомутов и Хомутовский округ.

Компактаты

(с лат.) — договоры или соглашения гуситской эпохи. Известны парижские К. 1420 г. См. Гус.

Компан

(граф Жан-Доминик Compans) — французский генерал (1769 — 1845). Начав службу во время 1-й революции, в 1806 г. был уже дивизионным генералом. В 1812—13 гг. он оказал особые отличия под Салтановкой, при Бородине, Люцене, Бауцене и Лейпциге; в 1814 г., в битве при Париже, командовал войсками на Монмартре. При восстановлении Бурбонов К. был назначен членом военного комитета, но когда Наполеон возвратился с острова Эльба, он перешел к нему и командовал дивизией при Ватерлоо.

Компанейские полки

иначе называемые охочекомонными — набирались из людей охочих, свободных, притом молодых и способных к кавалерийской езде. Они получали от гетмана жалованье и зависели исключительно от него. Компанейцы составляли легкую кавалерию, а оружие их состояло в сабле, коротком ружье и нагайке, называемой канчуком. К. старшины считались степенью ниже войсковых. Выходивший в отставку компанеец должен был приписаться к какому-нибудь разряду жителей, если он оставался в городе — то к мещанам, если приобретал землю в повете — к казакам и т. д. Указом 22 августа 1728 г. (П. С. З., № 5324) гетману разрешено иметь только три К. полка по 300 человек в каждом, "дабы народу в поборах было облегчение". В таком виде полки эти существовали до 1776 г., когда были преобразованы в три легкоконные регулярные, под названием киевского, черниговского и северского. В 1785 г., при образовании из малороссийских полков десяти карабинерных, в число последних вошли и бывшие К. полки.

См. Шафонский, "Описание Черниговского наместничества" (стр. 63), "Словарь малороссийской старины", составленный в 1808 г. В. Я. Ломиковским (Киев, 1894, 23—24).

Н. Василенко.

Компанейский Николай Иванович

— писатель по истории музыки и композитор (род. в 1848 г.). Главные его труды: "О стиле церковных песнопений" (1901); "О связи русского церковного песнопения с византийским" (1903); "Современное демество"; "Упражнения для усовершенствования голоса" (1903); биография О. Петрова (1903); из музыкальных сочинений — 4 "Херувимские".

Компания

— первоначальное название роты.

Компания торговая

— см. Товарищество.

Компаньи

— см. Дино-Компаньи.

Компаньонаж

(Compagnonnage) — во Франции своеобразная организация подмастерьев, которая восходит к средним векам и во многом напоминает масонство; первоначально обнимала лишь мастерства, работающие "циркулем и наугольником". Впрочем, К. никогда не представляла единой организации; отдельные общества подмастерьев принадлежали к различным лагерям, сильно враждовавшим между собой, так что еще в 1850-х гг. столкновения часто заканчивались кровавыми побоищами. Среди К. различают три главные группы: Enfants de Salomon или Gavots, иначе называемые подмастерьями Devoir de libert é, к которым принадлежат каменотесы, столяры и слесаря, а частью примкнули и лица, состоящие в домашнем услужении; Enfants de ma î tre Jacques, которые первоначально также состояли из каменотесов, столяров и слесарей, но впоследствии передали свой Devoir (ритуал) и другим подмастерьям; Enfants du p è re Soubise, к которым сначала принадлежала домашняя прислуга, а с течением времени присоединились кровельщики и штукатурщики. Представители последних двух групп назывались Compagnons du devoir или devoirants. С 1830 г. в среде К. возникла реформаторская партия под названием Soci été de l'Union, благодаря которой исчезли старинные обычаи, приводившие к бесцельным столкновениям, и сохранились лишь задачи, представляющие практическое значение. Вследствие усилий этой партии, К. удержался (ныне особенно распространен среди домашней прислуги в Париже), хотя ему приходилось выдерживать не только борьбу с поклонниками старины, но и опасное соперничество новейших форм кооперации, получивших широкое распространение среди рабочих. Ближайшая цель К. заключалась в оказании помощи подмастерьям в их странствованиях; в городах, по которым пролегал tour de Fr a nce, устраивались странноприимные дома (m è re), заботились о приискании работы, о доставлении заболевшим в пути подмастерьям медицинской помощи и т. п. Кроме того, К. преследовал и такие задачи, которые выставляются современными рабочими союзами: поддержание известного соответствия между предложением и спросом, предупреждение излишнего прилива подмастерьев в отдельные города. Нередко те или другие мастера и даже целые города подвергались бойкотированию (damnation) и, несмотря на все запреты закона, устраивались хорошо организованные стачки.

Ср. Simon, "Etude historique et morale sur le Compagnonnage" (Париж, 1853); Perdiguier, "Le livre du С." (3-е изд., 2 т., Париж, 1857); Lexis, "Gewerkvereine u. Unternehmerverb ä nde in Frankreich" (Лейпциг, 1879); J äger, "G eschichte der socialen Bewegung und des Socialismus in Frankreich" (т. I, Берлин, 1879); Maroussem, "Charpentiers de Paris, compagnons et ind é pendants" (П., 1891).

Компаратор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компаретти

(Доменико Comparetti) — итальянский филолог, род. в 1835 г., посещал римский университет, был аптекарем и одновременно изучал древние и новые языки. В 1859 г. К. сделался профессором греческого языка и словесности в пизанском университете и через несколько лет в том же качестве был переведен во Флоренцию; теперь читает лекции по греческим древностям в римском университете. Его важнейшие труды: "Oss e rvazioni intorno al libro dei sette savi" (Пиза, 1865.), "Saggi dei dialetti greci dell'Italia meridionale" (там же, 1866 г.), "Virgilio nel medio evo" (Ливорно, 1872; нем. пер. D ü tschke, Лейпциг, 1875), "Papiro ercolanense inedito" (Турин, 1875), "La commisione omerica di Pisistrato e il ciclo epico (там же, 1881), "Iscrizioni greche di Olimpia e di Ithaka" (в "Atto della Reale Accademia dei Lincei", III, 6, Рим, 1881). Вместе с д'Анкона К. издал: "Canti e racconti dei popolo italiano" (т. I-VIII, Турин, 1 870—89); с Джуз. Мюллером и Флеккией издавал в Турине "Rivista di filologia e d'istruzione classica". С 1884 г. издается во Флоренции под его редакцией "Museo italiano d'antichit à classica".

Компас

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компас (журн.)

— научно-литературный журнал Морского кадетского корпуса; выходит на правах рукописи с марта 1905 г. по мере накопления статей, по возможности ежемесячно. Сотрудники — кадеты Морского корпуса; ред. — полк. Н. В. Мешков.

Компасные растения

— так называются некоторые растения, которые располагают свои листья плоскостью по меридиану, так что края их обращаются на север и юг, а плоскости на восток и Запад. Таких растений, дозволяющих, следовательно, по положению листьев распознавать страны света, несколько; из них наиболее известны: Silphium laciniatum, служащее часто компасом для охотников в американских прериях и Lactuca Scariola, довольно обыкновенное растение (дикий салат); оба эти растения принадлежат к семейству сложноцветных. Располагая свои листья по меридиану, они тем самым предохраняют их от слишком сильного нагревания и освещения, ибо полуденные солнечные лучи падают тогда на острый край листа. Если воспитывать эти растения в рассеянном свете, то они уже не располагают своих листьев по меридиану, следовательно, здесь, как и у других растений, известное расположение листьев обуславливается действием солнечных лучей.

С. Р.

Компаунд

— система паровых машин; основная особенность ее заключается в следующем: пар, действовавший на поршень в рабочем цилиндре, отводится из него в рабочий цилиндр большего объема, чем первый, где этот пар действует на поршень большего цилиндра, мятый пар которого отводится уже в холодильник. Система К. называется также системой двойного расширения; ею достигается большая плавность работы и экономия в топливе.

Компенсационные методы

в физике, основаны на уничтожении действия одной силы действием другой, с целью сохранения неизменности действия прибора или же для увеличения его чувствительности, как это видно из ниже приведенных примеров. Компенсированный (или уравнительный) маятник есть такой, математическая длина которого не изменяется с изменением температуры, вследствие чего ход часов, снабженных таким маятником, будет правильный, не зависящий от температуры. Эта компенсация достигается тем, что расширение одних частей маятника понижает центр качания, т. е. увеличивает длину маятника, тогда как другие, напротив, повышают центр качания, т. е. опять укорачивают маятник. В карманных часах, имеющих балансир вместо маятника, упругость так называемого "волоска", регулирующего скорость попеременных движении балансира, изменяется с t°. Компенсация состоит в том, что автоматически изменяется момент инерции балансира, а именно — с увеличением упругости волоска возрастает и момент инерции, и обратно, вследствие чего ход часов становится правильным (см. Маятник и Часы). Действие земного магнетизма на магнитную стрелку компенсируют магнитом, так помещенным, что он действует на стрелку обратно земному магнетизму; другой способ компенсации состоит в употреблении астатической стрелки (см.). Эти методы прилагаются к стрелкам гальванометров для увеличения чувствительности этих приборов, способных тогда обнаруживать слабые гальванические токи. В дифференциальном гальванометре, кроме астатической стрелки, есть еще взаимная компенсация двух токов, идущих в двух отдельных проволочных обмотках. Какой бы силы ток не проходил в таком гальванометре — стрелка, в нормальном случае, не обнаруживает его присутствия. В случае же малейшего изменения сопротивлений одной из проволок, стрелка более или менее отклоняется от первоначального положения. Подобным образом в некоторой сети проводников (мостик Витстона) может быть помещен гальванометр, показывающий присутствие тока лишь тогда, когда произойдет изменение сопротивления в части нормальной сети. Дифференциальный гальванометр и мостик Витстона, на основании их компенсации, служат для точного измерения сопротивлений. Для сравнения электровозбудительных или электродвижущих сил между собой употребляются также особые системы или сети проводников, часть которых, содержащая в себе гальванометр, компенсирована тем, что в нее пускаются гальванические токи равной силы и взаимно противоположные. Таковы К. методы Дюбуа Реймона и другие, прилагаемые в тех случаях, когда одна из сравниваемых электровозбудительных сил изменчива. К. методы прилагаются и к другим случаям, кроме названных, и описаны в соответственных статьях.

Ф. П.

Компенсация

— то же, что зачет (см.).

Комперт

(Леопольд Kompert, 1822 — 1886) — австрийский писатель, еврейского происхождения, учился в пражском университете. Его культурно-исторические повести ("Aus dem Ghetto", Лейпциг, 1848; 2 изд. 1851); "Neue Geschichten aus dem Ghetto" (Прага, 1860); "Geschichten einer Gasse" (Берлин, 1865) и др. почти все заимствованы из жизни его единоверцев. Они собраны в 8 т. (Б., 1882—83).

Компетенция

— см. Ведомство.

Компиляция

— литературное произведение, представляющее собой пересказ какой-либо одной или нескольких книг.

Компиталии

(Compitalia, от Compitum — перекресток) — древнеримские празднества в честь Lares Compitales, Ларов (см.), покровителей перекрестков. Происходили в середине зимы, за несколько дней до Сатурналий. Рабы и жильцы близлежащих домов приносили к изображениям Ларов разные дары, слуги привешивали шерстяные куколки (maniae), как бы заменявшие собой жертвы и отвращавшие несчастье от живых членов семьи. К. особенно чтились рабами, и поэтому, может быть, приписывали их, несомненно более древнее происхождение, Сервию Туллию, бывшему, по преданию, сыном рабыни и семейного Лара дома Тарквиниев. Образованные из рабов и отпущенников общества (collegia compitalicia) устраивали игры и торжественные шествия в честь Ларов; участие в них богатых и честолюбивых людей возбудило опасения Юлия Цезаря и Августа — и коллегии и игры были запрещены. Позже Август повсеместно восстановил культ Ларов, присоединив к ним и своего собственного гения, genius Augusti, но не допустил возобновления коллегий. Празднества и игры стали справлять в мае и в августе.

А. К. В.

Комплекс

— син. сложной группы, образованной несколькими элементами.

Комплекс линейный

— трехмерная совокупность прямых линий, наполняющих собой непрерывно все пространство по определенному закону. Прямые, входящие в состав комплекса, называются его лучами. Всякая плоскость содержит в себе непрерывную совокупность лучей данного комплекса, огибающих некоторую кривую определенного, одного и того же для всех плоскостей, класса. Через всякую точку пространства проходит непрерывный ряд лучей данного комплекса, образующих некоторую коническую поверхность определенного, одного и того же для всех точек, порядка. Порядок этой конической поверхности и класс упомянутой кривой выражаются одним и тем же числом, которое и принимается за порядок комплекса. Комплекс 1-го порядка, например, может быть представлен по следующему его свойству: лучи комплекса 1-го порядка расположены в пространстве таким образом, что все прямые, находящиеся на одинаковом кратчайшем расстоянии δ от некоторой прямой, называемой центральной осью комплекса, и наклоненные к этой оси под одним и тем же углом, тангенс которого равен отношению постоянного параметра комплекса к δ, — принадлежат комплексу и составляют семейство лучей касательных к винтовым линиям одного и того же хода, начерченным на прямом цилиндре и описанным около центральной оси радиусом δ. Изменяя δ от нуля до бесконечности, получим ряд цилиндров и ряд семейств касательных к ним лучей. Совокупность всех семейств таких лучей и составляет комплекс 1-го порядка. С увеличением δ уменьшается угол наклонения лучей к центральной оси. Называя через x, y, z, x1, y1, z1 координаты двух точек, составим величины (x-x1), (y-y1), (z-z1), (yz1-y1z), (x1z-z1 х), (xy1-x1y) и дадим этим величинам название 6-ти координат прямолинейного отрезка, заключающегося между точками (x, y, z) и (x1, y1, z1), так как положение и величина этого отрезка вполне определяются такими 6-ю величинами. Всякое однородное уравнение n -ой степени между координатами прямолинейного отрезка определяет собой комплекс n -го порядка. Совокупность двух таких уравнений определяет конгруэнцию. Совокупность трех таких уравнений определяет собой линейчатую поверхность. Теория линейного комплекса, дающая самую тесную связь между механикой и геометрией и гениально изложенная творцом ее, Плюккером, в его "Neue Geometrie des Raumes" (1868 г.), получила в настоящее время широкое развитие в виде теории сложения винтов (см. Сложение винтов).

П. Делоне.

Комплексные количества

— см. Мнимые величины.

Комплексные соли

(хим.). — Азотнокислое серебро, образующее при взаимодействии с поваренной солью в присутствии воды осадок хлористого серебра, дает, однако, по прилитии к водному раствору хлороплатината натрия осадок хлороплатината серебра:

Na2PtCl6 + 2AgNO3 = Ag2PtCl6 + 2NaNO3

(Иергенсен). То же самое выражают, говоря иногда, что азотнокислое серебро, служащее реактивом на хлор, не показывает его присутствия в Na 2PtCl6. Синего цвета соль К 3 Сr(С 2 О 4)3, получаемая кипячением двухромовокалиевой соли со щавелевокалиовой солью и щавелевой кислотой, не дает никакого осадка с хлористым кальцием ("реактивом на щавелевую кислоту") и т. под. В. Оствальд ("Z. ph. Ch.", 3, 596) предложил подобные соединения считать К. солями, т. е. солями сложных (комплексных) кислот (H 2PtCl6, H3Cr(C2O4)3 и т. д.) и отличать от "двойных солей", тождественных по реакциям с солями, их составляющими. Такое деление едва ли основательно. Начать с того, что AgNO 3 не есть реактив на хлор, а на водные растворы солей хлористого водорода, и равным образом CaCl 2 есть реактив на водные растворы щавелевокислых солей, и потому нет ничего странного в том, что неразлагаемые водой соединения Na 2PtCl6 и К 3Cr(C2O4)3 обладают собственными реакциями, отличными от реакций NaCl и К 2C2 О 4. Делить же соли на К. и двойные по их отношению к воде тоже нельзя, потому что тождество температуры опыта еще не устанавливает сравнимого состояния в столь сложных системах, где играют роль и концентрации независимых слагаемых, и физико-химические свойства образуемых ими соединений, и температура (и давление). Правильнее рассматривать подобные двойные соединения с точки зрения их аналогии с соответственными кислородными (и тио) соединениями (Remsen, "Am. Ch. J.", 11, 291 и его ученики и Werner, "Z. a. Ch.", 19, 158). Из многочисленных попыток открыть в составе К. соединений правильности можно указать на работы Вернера (см. Число координатное химических соединений), а из отдельных монографий на "Исследование хлоростаннатов типов Me 2SnCl6 и MeSnCl 6 " Бирона (СПб., 1905).

А. И. Г.

Комплект

— полное положенное по штатам число людей и лошадей в войсковой части. Боевой К. — полное число зарядов и снарядов или патронов, а равно принадлежностей к ним, содержимое постоянно в мирное и в военное время на каждый экземпляр огнестрельного оружия.

К.-К.

Комплектование армии и флота

Статья большая, находится на отдельной странице.

Комплекция

(лат. complexio) — в музыке вставка (дополнение), служащая связью между частями, т. е. коленами или партиями сочинения. Дополнение, сделанное в конце сочинения, в виде повторения его начала, называется тоже К.

Композит

— архитектурный орден, введенный в употребление римлянами. Главное его отличие от прочих орденов заключается в капители колонны, в которой волюты ионической капители соединены с акантовыми листьями коринфской. Русские архитекторы называют этот орден также "сложным" и "смешанным" (см. Римское искусство и Архитектура).

А. С - в.

Композиции

(новолат.) — денежные пени за преступления: см. Вергельд и Вира.

Композиция оловянная

— см. Оловянные протравы.

Композиция, в музыке

(componimento — итал., composition — франц.) — музыкальное сочинение, а также искусство изображать звуками настроение души. Пособием для более красивого стройного изложения музыкальных мыслей служит "теория К." (см.). С К. связаны творчество, т. е. способность создавать выразительную и самобытную музыку, и техника — уменье свободно, правильно, изящно излагать свои мысли в нотных знаках. Первое есть дар природный, второе достигается изучением теории К.

Н. С.

Композиция, в начертательных искусствах

— сочинение художником его произведения, т. е. перенесение архитектором в проект сооружения, скульптором в рельеф или статую, живописцем в картину или рисунок, орнаментистом в декоративное изделие тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в его воображении, и составление (compositio) из них, при помощи средств и технических приемов, свойственных его отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное им содержание. Установить более или менее точные правила для художественной К., как пытались делать это некоторые эстетики в пору господства академического классицизма, невозможно, потому что наше представление об изящном совершенно относительно и изменяется, смотря по времени, месту, народности и распространенным в обществе убеждениям и вкусам. Можно указать по этой части лишь на некоторые общие требования, вытекающие не из каких-либо теоретических положений, но из рассмотрения произведений искусства, всесветно признаваемых высокими, образцовыми. И здесь, как во всех других областях, подобные произведения не составляют продукта правил, но дают указания на них. Во-первых, в К. не должно быть ничего ни недостающего, ни излишнего; необходимо, чтобы каждая ее часть имела право на свое место в ней ввиду существования прочих частей, чтобы все части согласовались между собой, были подчинены одной, главной, и содействовали, каждая по-своему, ее первенствующему значению. Не надо, чтобы второстепенное, своим обилием и видной ролью, затмевало существенное: избыток аксессуаров и деталей, которыми современные художники иногда любят загромождать свои создания, столь же вредит К., как и отсутствие в ней частностей, помогающих ясному разумению ее содержания. Во-вторых, художник, особенно скульптор или живописец, должен помнить, что материал для его творчества заключается единственно в природе и что, поэтому, заимствуя из нее формы и образы, он обязан не прибавлять к ним ничего от себя, ничего измышленного, ненаблюдаемого в действительности. Все, что дозволительно для него при воспроизведении этих форм и образов, и не только дозволительно, но даже, в некоторых случаях, требуется как необходимое условие, это — устранение случайных черт, без которых не обходится ничто в природе, и которые, однако, способны заслонять собой существенные, характерные черты предмета. Тем не менее, рационально будет, со стороны художника, если он, для передачи своих идей, станет изобретать совершенно произвольные, фантастические образы: они явились бы в его произведении символами, непонятными или малопонятными для зрителя, требующими от него напряжения ума, а не действующими прямо на его чувство и, следовательно, охлаждающими впечатление, производимое К. Когда же, по условиям задачи, приходится поневоле прибегать к символике и аллегории, или пускаться в области сверхъестественного, то и тогда надо сколь возможно больше держаться действительности, допуская отступления от нее лишь в комбинации целых образов, но отнюдь не в них самих или в их частях. Так, например, в религиозной живописи, неземные существа могут быть представляемы восседающими на облаках, окрыленными, парящими в воздухе, но фигуры их должны иметь человеческий облик и не поражать своими уклонениями от того, что мы видим в природе. Далее, не следует забывать, что каждая отрасль искусства имеет свою область и свои границы, за которые нельзя переступать безнаказанно, что у каждой отрасли есть средства для выполнения известного рода задач, а для выполнения других — не существует. То, что легко поддается поэзии и музыке, порой вполне недоступно для скульптуры и живописи, и наоборот. Самому искусному живописцу не передать, например, мелодии соловьиного пения или звуков морского прибоя, как самому талантливому музыканту не передать игры солнечных лучей на ярких лепестках розы или красоты форм молодой стройной женщины. Вторгаться в чужую область, равно как делать предметом воплощения в своей К. слишком отвлеченные, туманные идеи, художнику, который посвятил себя начертательному искусству, воспрещается под страхом полнейшей неудачи. Несоблюдение этого правила неминуемо приведет его, как ни был бы он искусен и умен, к созданию, быть может, глубокомысленной, но холодной, неудобопонятной, а иногда и крайне странной К., вроде, например, фресок Шинкеля и Корнелиуса под портиком старого музея в Берлине, или большинства картин Вирца (см.), в музее его имени, в Брюсселе. Наконец, достоинство К. зависит, главным образом, от степени талантливости художника — от силы его фантазии, его вдумчивости, строгого отношения к самому себе, знания меры, артистического чутья, — словом, от врожденных способностей, не приобретаемых опытом, хотя и изощряющихся, благодаря ему. Обладание техническими приемами тут почти ни при чем, и К. может быть превосходной, будучи выполнена, в отношении этих приемов, далеко не мастерски.

А. С-в.

Компост

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компостелла

(Compostella, собственно Sant-Jago de С.) — главный город бывшего испанского королевства Галиции, в провинции Корунья, 33 м над уровнем моря, на холмистом нагорье, окруженном горами. Собор в честь св. апостола Иакова, патрона всей Испании (Sant-Jago), тело которого, по преданию, принесено в К. в 829 г. и погребено в склепе. С тех пор К. стал местом паломничества. Университет с шестью факультетами. Около 25 тыс. жителей. Окрестности К. изобилуют фруктами и скотом. Климат очень влажный и дождливый.

Компот

— так называют всякое свежеприготовленное варенье, в которое, так как его не предназначают для продолжительного сохранения, кладется возможно менее сахара, дабы плоды и ягоды, весьма мало вареные, лучше сохраняли свой природный вкус. Для К. плоды и ягоды не варят, а только бланшируют (blanchir), т. е. только дают варимому сделаться мягким. К. удобны тем, что их можно приготовить в несколько минут, а сверх того в К. идут всякие фрукты и ягоды, которые остались от стола и которые не надеются сберечь до завтра в их природном виде; для К. маседуан берут смесь всяких ягод и плодов и чем смесь разнообразнее, тем лучше. Маседуаны подают в стаканчиках и всегда холодными. В России зачастую из арбуза вынимают мякоть, которая тоже идет кусочками в маседуан, затем наполняют пустое место смесью плодов и ягод, пересыпая все сахаром, а потом такой арбуз ставят на ледник.

Д. К. Δ .

Компрессы

— см. Водолечение.

Компромисс, в Нидерландах

или соглашение — договор между нидерландскими дворянами, составленный в 1566 г. и направленный против испанцев, управлявших Нидерландами, против королевских эдиктов и инквизиции, как папской, так и епископальной. Первыми лицами, подписавшими акт К., и инициаторами его были Людовик Нассауский, Николай де Гамм, Бредероде и др., автором же документа считается Сент-Альдегонд (см.). Документ, тайно пущенный по рукам, скоро был покрыт массой подписей — и дворян, и горожан, и католиков, и кальвинистов. Конфедераты клялись, что не посягают ни на славу Божию, ни на королевскую власть; напротив, цель их — "утверждение королевской власти и уничтожение всяких смут, мятежей, партий и заговоров"; они обязывались оставаться в неразрывном союзе и защищать друг друга от гонений и преследований. О действиях этого союза см. Гезы.

Ср. Любович, "Марникс де С. Альдегонд".

М. В-ий.

Компромисс, в судопроизводстве

— соглашение двух или нескольких лиц или сторон на определенное поведение в том или ином сомнительном или спорном случае, не поддающемся в данный момент окончательному разрешению. В К. вступают государства в тех или иных случаях международных затруднений, политические партии — при решении политических дел в парламентах, отдельные частные лица — в своих юридических или экономических затруднениях. На технико-юридическом языке К. называют, в частности, соглашение сторон, спорящих о том или ином праве, подчиниться в решении спора суду определенных самими сторонами посредников, т. е. так называемому третейскому суду (см.), взамен суда официального. Такого рода соглашения, раз они облекались в форму стипуляции или, как при Юстиниане, выражались на письме, заявлялись apud acta или подтверждались присягой, в римском праве имели общую силу договоров и давали право иска на исполнение постановленного третейским судом решения. В таком же почти виде договор о третейском суде существовал во всех государствах Европы (историю — см. Третейский суд) и признан современными законодательствами, в том числе русским. Во многих случаях суд посредников является удобным средством для разрешения недоразумений между сторонами, не желающими, в интересах мира, идти в официальный суд. Таким образом, например, в целом ряде уставов акционерных компаний и страховых обществ мы встречаем постановления о праве сторон, в них участвующих, обращаться к посредническому суду. Организация К. в различных законодательствах также приблизительно схожа. В русском сюда применяются ст. 1367—1400 Уст. гражданского судопроизводства. К. может иметь место при всякого рода юридических спорах, кроме дел о личных правах состояния, сопряженных с пользами малолетних и вообще подопечных, казенных и общественных управлений и дел, соединенных с преступлением или проступком и не подлежащих, по закону, окончанию примирением. Договор укрепляется "третейской записью", подписанной сторонами и приглашенными посредниками, которые в подписи должны выразить согласие на принятие посредничества; запись должна быть явлена у нотариуса, городского (мирового) судьи или земского начальника. Предъявленная в суд запись приостанавливает дело в суде, если оно было начато. Она действительна, если в ней не назначено срока, в течение четырех месяцев. Постановленное, в силу состоявшегося К., судебное решение уравнивается с решением судебных мест, не подлежит апелляции и исполняется, обыкновенным порядком, судом, по подсудности и цене иска. Окружный суд, городской судья или земский начальник выдают, на основании решения третейского судьи, исполнительные листы. Выбор посредников по К. свободен; ими могут быть все право- и дееспособные лица. Суд должен быть составлен из нечетного числа членов; компромисс недействителен, если в записи постановлено, что тяжущиеся предоставили решение дела двум посредникам, с тем, чтобы они, в случае разногласия между ними, избрали третьего посредника (кассационные решения 70—646 и 74—326). Последнее правило содержится и в римском праве, и в германском уставе гражданского судопроизводства.

Ср. Windscheid, "Lehrbuch der Pandecten" (§ 415).

В. Н.

Компромиссарский суд

(лат. Judicium Compromissoriale, польск. sąd Kompromissarski) — в прежней Польше полюбовный третейский суд; мог состоять из нескольких лиц всякого звания и сословия. Апелляции на решения К. суда в главный литовский или коронный трибунал допускались только в случае разногласия между судьями.

Комптон, Вильям

(Compton, 1625 — 1665) — 3-й сын Спенсера, графа Нортгэмптона, преданного сторонника Карла I, убитого во время междоусобной войны (1643). Подобно отцу верный приверженец Карла I, К., 18-ти лет от роду командуя полком, взял город Банбери и 2 года защищался против парламентских войск; в 1648 г. участвовал в экспедиции Кента. До реставрации К. был душой всех попыток в пользу Карла II и два раза попадался в руки республиканцев. После возвращения Карла II был членом нижней палаты и тайного совета.

Комптон, Генри

(Compton, 1632 — 1713) — английский епископ, младший брат Вильяма К. Получив образование в Оксфорде, возведен в епископы Оксфорда (1674), а через год — Лондона, и назначен членом тайного совета. Комптон пользовался большим влиянием при дворе Карла II и был призван руководить религиозным воспитанием будущих королев, принцесс Марии и Анны. Умеренный сторонник англиканской церкви, он стоял за примирение с диссентерами, но в 1685 г. в верхней палате выступил против папизма Иакова II, за что лишен звания члена тайного совета, а в 1686 г., за отказ сместить враждебного католикам проповедника Шарпо, — и епископской кафедры. К. был одним из семи, подписавших приглашение Вильгельма Оранского в Англию, и 11 апреля 1689 г. короновал Анну и Вильгельма, при дворе которых К. вернул себе прежнее влиятельное положение.

Комптонит

— синоним минерала томсонита (см.).

Компутовое войско

— в прежней Польше так называлось постоянное войско, содержавшееся за счет Речи Посполитой.

Компуты

— в XIV-XVI вв. так назывались в Западной Европе пасхальные таблицы. В Малороссии К. назывались в старину списки казачьих родов, с указанием их постоянного местожительства и разделения по службе; этими книгами казаки доказывали свою породу и свободу.

Компьень

(Compiè gne) — город во Франции, в департаменте Уазы, на Уазе и Северной железной дороге; жителей 12923. Изготовление канатов, пенькового полотна, чулок, щеток; сахаро- и пивоварение; торговли лесом, углем и хлебом. Замок с прекрасным лесом, одним из наибольших во Франции (14509 гектар); любимое местопребывание многих королей и Наполеона III. В башне монастыря якобинцев была заключена Орлеанская дева, взятая в плен англичанами при осаде города в 1430 г.; ей воздвигнут здесь памятник в 1880 г.

Компэре

(Jules-Gabriel Compayré, род. в 1843 г.) — французский педагог, ученый и государственный деятель. Окончив курс в парижской нормальной школе, К. читал философию в Тулузе. Сочинение К. "L'Histoire des do ctrines de l'é ducation en France depuis le XVI s." (1879) переведено на иностранные языки. Для учителей нормальных элементарных школ К. издал читанные им курсы: "L'Histoire de la p édagogie" (1884), "Cours de pé dagogie" (1885), "Cours de psychologie" и "Cours de Morale" (1888). Особенную известность К. получил своим руководством "Manuel d'instruction civique et moral" (1880), в котором он делает попытку преподавать мораль в элементарных школах вне вероисповедных начал. Книга вызвала яростные нападки клерикалов и внесена в индекс. Таково же содержание его "Lectures civiques et morales" (1882); "Cours d'instruction civique" (1883). Много работ К. напечатано в "Revue philosophique" и "Revue p é dagogique" и в других журналах. Состоя в 1881—89 гг. депутатом палаты, К. неоднократно бывал докладчиком по бюджету народного образования.

Комрат

— см. Камрат.

Комсала или комсаллар

— в Индии ремесленник, занимающийся обработкой металлов (Kansa). К. молятся индусским богам, но не почитают брахманов; их свадьбы и похороны отличаются от брахманских.

Комское

— село Енисейской губернии, Минусинского округа, Новоселавской волости, при реке Коме; дворов 248, жителей 1355 душ обоего пола. Школа грамотности.

Комское озеро

(итал. Lago di Como или il Lario, y римлян Lacus Larius) — в Верхней Италии (Ломбардия), на высоте 197 м над уровнем моря, между Луганскими и Бергамасскими Альпами. К. почти посередине, у мыса Белладжио, делится на 2 рукава, юго-западный, на конце которого лежит город Комо, и юго-восточный Лекко (по имени лежащего здесь города). Оба рукава обнимают плодородную местность Брианцу (см.). Наибольшая длина озера до 49 км. Наибольшая ширина — около 5 км; поверхность озера до 153,6 кв. км. Из 64 рек, впадающих в К., наиболее значительны: Лиро при Гравендоне, Альбано при Донго, Тело при Аргеньо, Бреджио при Черноббио, Борроне при Дервио, Пиоверна при Беллано и Гальдоне при Лекко. Наибольшая глубина, почти посредине рукава К., до 410 м. Река Адда соединяет К. с Лаго-ди Ольджинато и Лаго-ди Мецола. Окрестности устья Адды, особенно Колико, пользуются плохой репутацией, по причине малярии. Прозрачные голубые воды озера богаты рыбой. Господствующие ветра — брева, южный ветер, обыкновенно дующий днем до вечера, и тирано или северный ветер, дующий ночью и ранним утром. Растительность, защищенная Альпами, носит гораздо более яркий южный отпечаток, чем флора Ломбардской долины. Лавр, кипарис, мирта, олеандр, агавы и др. Особенно славится К. своими прелестными берегами. Водное зеркало озера опоясано виллами с их садами, террасами и виноградниками. Поросшие каштанами и орешником горы до 1500 м высоты, подымаются над берегом, а над ними высятся крутые вершины Монте-Леньоне (2611 м), Гринья (2410 м), Кампионе (2131 м) и т. д. Две пароходные линии К.-Колике и К.-Белладжио-Лекко. В северной части озера, по левому берегу, лежат Колике (см.), далее Дервио, промышленное Беллано и живописная Варенна, на правом — Домазо, Граведона и Менаджио, откуда идет горная железная дорога к пароходной пристани Порлеца на озере Лугано. В пункте, где К. распадается на два рукава, лежит Белладжио — красивейшее место на всем озере. Собственно на озере К., на восточном берегу его, лежат Лецено, Несо, Торно, на западном — Каденаббиа и Тремецо, дальше Аргеньо, Лальо, Мольтразио и Раввена. Берега озера Лекко менее оживлены. Направо — Онно и Мальграте, налево — Манделло и Аббадиа; особенно прелестен сам город Лекко (см.). Из вилл особенно замечательны вилла Вигони при Ловено, с мраморными статуями Торвальдсена, Маркези и др. скульпторов; вилла Джулиа, близ Белладжио (прежде принадлежавшая бельгийскому королю, ныне графу Блому); вилла Мелци, к югу от Белладжио; между Каденаббией и Тремеццо знаменитая вилла Карлотта или Соммарива. На восточном берегу, близ Карено, лежит вилла Плиниана, к югу от Торно — виллы Паста, Тальони, на западном берегу — виллы Балбианелло, Гаджи (Антонина), Колобиано, Пасалаква, Пиццо, д'Эсте и Раймонди. Прибрежные обитатели занимаются шелководством и шелкопрядением.

Ср. Leonhardi, "Der Comersee und seine Umgebungen" (186 2).

Комтурство, комтуры

— см. Комменда.

Комулей

(Комулович, Александр) — аббат (Allessandro di Comolo, arciprete di S. Geronimo), далматинец из города Спалатро, род. в 1548 г. Католический миссионер на православном Востоке, горячий проповедник антиоттоманской лиги, К., вместе с иезуитом Раджие, объездил в 1584—1587 гг. Балканский полуостров, насаждая католицизм. К., как знавший славянские языки, в 1594 г. отправился к князю трансильванскому и к воеводе молдавскому поднимать их против турок. Существенных результатов его миссия не имела. В Польше Комулею удалось организовать шеститысячный отряд казаков, но поход их кончился ничем. Из Польши направился К., в звании папского легата, в Москву. На царя Феодора рассчитывали подействовать, выставляя на вид славу и пользу, какую Россия извлечет из борьбы с турками в союзе с цезарем, легкость предприятия и ожидание угнетенных единоверцев России. Наказ, данный К., прямо не затрагивал вопроса о единении церквей, но рекомендовал выставить на вид внимание, оказанное папам предшественниками царя; указать на неприличие в делах веры подчиняться константинопольскому патриарху, стоящему, в зависимости от врага имени Христова; на то, что титулы всегда раздавались папами и пр. Наказ, в главных чертах, напоминает раньше данный Поссевину. Известий о пребывании К. в Москве (апрель-май 1595 г.) и переговорах его не сохранилось. Несомненно, что миссия его успеха не имела; на папскую грамоту (22 января 1594 г.) даже не ответили. Пробыв в Вильно, где он энергично управлял виленской епархией два года, К. в мае 1597 г. снова явился в Москву, как посол Климента VIII. Прием был холодный. В промежуток двух приездов К. состоялась Брестская уния, и в глазах русского правительства она не могла вызвать доверия к Риму. Царская грамота в ответ на папскую оказалась, поэтому, ниже ожиданий римской курии. В 1599 г. К. вступил в иезуитский орден и последние годы жизни посвятил распространению католичества среди славян Адриатического побережья. Рагуза стала центром его деятельности; здесь он и умер в начале XVII столетия.

Ср. Ту-в, "Historica Russiae Monumenta" (II); Григорович, "Переписка пап с российскими государями в XVI столетии"; "Русская Историческая Библиотека" (VIII, документ, напеч. Ф. И. Успенским); "Памятники дипломатических сношений" (X); Бантыш-Каменский, "Историческое известие об унии"; Карамзин (X, 188—191, 207, изд. 1824 г.); Толстой, "Римский католицизм в России" (I); Pierling, "Papes et tsars"; его же, "L. Komulovica Izvjestaj i Listovi" (Загреб, 1882); его же, "Novi Izvori о L. Komulovicu" (Загреб, 1885).

Е. Шмурло.

Комути

или анаконда — см. Анаконда.

Комышна

— мст. Полтавской губ., Миргородского у., в 30 в. от уездного города, на возвышенности прав. берега р. Хорола, у 2 прудов. Жит. 8110 (с хуторами). Школы — 2 земских, 1 минист. и 4 церк.-приход. Церквей 4. Базары, 5 годовых ярмарок. Население состоит из 1 казацкого и 10 крестьянских обществ.

Комье

(Claude Comier, † в 1693 г.) — французский ученый; получив богословское образование и звание апостолического пронотария, К. много занимался в то же время точными науками, и в своих сочинениях обнаруживает обширные познания. С 1681 по 1693 гг. К. состоял одним из редакторов "Mer c ure", где помещены его статьи: "Discours sur les com ètes", "Traité des lunettes", "Traité des phosphores". Отдельно издано ero "La nouvelle science de la nature des com è tes" (Лион, 1665).

Кон Павел Любимович

(Paul de Conne) — пианист и композитор. Род. в 1874 г. Окончил курс в СПб. консерватории. Состоит преподавателем фортеп. игры при Венской консерватории. Написал несколько салонных фортеп. пьес.

Кон Фердинанд (дополнение к статье)

(Ferdinand-Julius Cohn) — нем. ботаник; ум. в 1898 г.

Кон(д)жаковские камни

— две вершины Уральского хребта, Пермской губ., Верхотурского у., под 59°31' сев. шир. и 59°4' вост. д.; высота одной из них 5396 фт. — одна из высших точек Урала. К. камни состоят из гранита, у подошв их богатые медные рудники. Предел лесной растительности на сев. склоне 3024 фт., на южн. — 3072 фт. В ущельях К. камней берет начало р. Лобва (сист. Оби).

Кон, Альберт

(Cohn) — немецкий книготорговец; род. в 1827 г.; стоит во главе одного из крупнейших предприятий в области антикварной торговли (особ. библиогр. редкостями). Многочисленные каталоги, изданные его фирмой (между прочим — и каталоги славянских книг), имеют значение ценных библиографических пособий. К. — автор соч. "Shakespeare in Germany" (Берл., 1865) и целого ряда очерков в "Shakespeare-Jahrbuch", в котором он, с 1864 г., ведет библиографический отдел.

Кон, в древнерусском языке

— слово это в древнерусском языке означало начало, а вместе с тем границу, предел, наконец, подобно верви (см.), — общину.

Предыдущая страница Следующая страница