Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "К" (часть 51, Кир)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "К" (часть 51, Кир)

Предыдущая страница Следующая страница

Киренга

— река Иркутской губернии, Иркутского и Киренского округов, вытекает с северо-западного склона Байкальских гор и верховьями своими близко подходит к верховьям реки Лены. В начале река течет с юго-востока на северо-запад, затем поворачивает к западу до впадения в нее слева реки Шоны, откуда течет к северу до устья реки Ханды, здесь отклоняется к востоку до деревни Карам, отсюда направляется на северо-северо-восток, не доходя левого притока своего, реки Гарбич. Вообще К. имеет крайне извилистое течение, делая множество петель и изгибов. Длина течения реки до 525 верст; ширина К. различна, в низовьях до ½ версты и при устье до 300 саженей. Местами река мелководна, но в нижнем течении имеет до 5 аршин глубины. Вода чистая и прозрачная; дно реки каменистое и порожистое, течение быстрое, причем река во многих местах образует пороги, переборы и шиверы, вследствие чего она только лишь в низовьях своих становится судоходной. Долина К. неширока, в верховьях же она течет в чрезвычайно узкой, горной долине. К. изобилует рыбой, главными породами которой служат: стерлядь, таймень, ленок, хариус и ерш. Из более примечательных правых притоков реки следует упомянуть реку Мурин (50 верст длиной); реку Уль-кан (длиной до 100 верст), вытекающую из Байкальских гор недалеко от верховьев речки Горячей и озера Байкал; река Домутка (60 верст), река Миня (90 верст), река Черепаниха (70 верст), реки Демугда (130 верст) и Китим (60 верст). Из левых притоков река Тинганди и река Шона (80 верст), протекающая в широкой долине, река Ханда (120 верст), затем менее значительные реки Гарбич, Чинзарка, Берея и Оконукта. Река Ханда берет начало с юго-восточного склона водораздельных высот, простирающихся между правыми притоками реки Лены и реки К., течет в узкой меридиональной долине с севера на юг. В начале Ханда пробегает цепь озер и затем у деревни Ханда впадает в К.; ширина реки от 1 0 до 25 саженей, река мелководна и течет в совершенно пустынной местности. К. протекает по Иркутскому округу на протяжении 275 верст, остальная часть ее течения принадлежит Киренскому округу. В долине К. проживают в большинстве русские и буряты, в верховьях же бродят тунгусы, занимаясь звероловством. Всех населенных пунктов по К. 26, русские и буряты занимаются хлебопашеством и скотоводством, а также рыболовством и сплавляют хлеб к Киренску на барках и плотах.

Н. Л.

Киренск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киреша

— правый приток Волхова, протекает по Новоладожскому уезду СПб. губернии. Длина 80 верст. На 15 верст сплавляется по ней лес.

Киржач, город Владимирской губернии

— заштатный город Владимирской губернии, Покровского уезда, при реке того же имени. О сельце на К. упоминается в 1332 г. в духовном завещании великого князя Иоанна Даниловича. По другим источникам, К. основан в XIV в. преподобным Сергием Радонежским. В 1788 г. К. сделан городом. Под церковью Происхождения честных древ 12 каменных гробниц бояр Милославских; самая древняя надпись на гробнице относится к 160 0 г. Жителей 3633 (1858 мужчин и 1775 женщин). Доходов городских было в 1891 г. 18358 руб., расходов — 18848 руб. На учебные заведения город тратит 1668 руб., на врачебную часть 2083 pуб. Учительская семинария, церковно-приходское училище и начальное городское. 8 шелкоткацких фабрик, с производством на сумму свыше 450000 руб., и 1 фабрика медных и бронзовых изделий, с производством на 230000 руб.

Ср. Токмаков, "Историко-статистическое описание города К." (М., 1884).

Киржач, река Владимирской губернии

— левый приток Клязьмы, вытекает из Берендеева озера Александровского уезда; в 10 верстах от Покрова впадает в Клязьму. Длина 102 версты, ширина около города К. 11 саженей, в низовьях реки 25 саженей, а глубина в нижней части 6 аршин. Много мельниц.

Киржим

— одномачтовое судно, ходящее вдоль берегов Каспийского моря, длиной 15— 28 и более футов, шириной 2½ —4½ ф ута и глубиной 1½—2 фута, поднимающая груза 20—80 пудов, с осадкой 1—2 фута. Строится в Баку, Ленкорани, Астрабадском заливе, в кочевьях туркмен на западном берегу и преимущественно на юге — в заливе Гассан-гули, из липового леса и отчасти персидского дуба и ореха. Кромки досок плоского дна сшиваются корнями кизиля и смазываются сгущенной нефтью ("кыром"), но у маломерных дно бывает выдолблено из цельного ствола; якорь — дрек в 4 пуда. К. — гребное судно, большей частью при бакинках, но служит и для перевозки вдоль берега.

В. С.

Кирза

— см. Шерстяные ткани.

Кириак из Анконы

(полное имя — Cyriacus de Pizzicolle) — один из гуманистов эпохи итальянского возрождения; род. в 1391 г., † после 1449 г. в Кремоне. Он был первым, предпринявшим путешествия по странам классического мира с целью научных изысканий. Результаты своих путешествий (1435—38 гг. по Греции; 1444 г. по Греции и Малой Азии) К. изложил в дневниках и в сочинении, озаглавленном "Комментарии"; но из них сохранились только небольшие отрывки, как, например, в записной книжке архитектора Джулиано да Сан Галло, хранящейся в библиотеке Барберини, в Риме, и в мюнхенской тетради ("Codex") рисунков Гартманна Шеделя. В обеих этих рукописях имеются копии с рисунков дневника К., которые представляют большой научный интерес, так как К. видел некоторые памятники в значительно лучшем виде, чем в каком они сохранились в настоящее время. Полным восстановлением трех частей "Комментариев" занимается де Росси.

Ср. О. Jahn, "Aus der Altertumswissenschaft" (Бонн, 1868).

Кирик

(Калугер, род. в 1108 г.) — писатель XII в., диакон и доместик (уставщик) Новгородского Антониева монастыря. "Впрашанiе Кюриково еже въпроша Епископа Ноугородьского Нифонта и инех" входит в состав многих старописьменных кормчих книг. Это — вопросы, предложенные К. относительно религиозных обрядов и постановлений, уместности различных житейских приемов с религиозной точки зрения и т. п., и ответы лиц, к которым они были обращены: новгородского епископа Нифонта, игумена, а затем новгородского епископа Аркадия, новгородского архиепископа Илии и малоизвестных лиц — Савина, Клима, игуменьи Марины и епископского чернеца Луки-Евдокима (напечатано в "Памятниках российской словесности XII в.", изд. в 1821 г. К. Калайдовичем). "Учение, имже ведати человеку числа всех летъ" (рукопись новгородской Софийской библиотеки в сборнике № 475) заключает в себе вычисление числа месяцев, недель, дней, часов, протекших от сотворения мира, "учение об индикте, о солнечном и лунном круге", о "веках мира" и другие сведения астрологического и календарного характера. Оно открыто митрополитом Евгением ("Труды Общества любителей российской словесности", 1828, ч. IV, кн. I, стр. 122). Другой его список, принадлежавший Погодину, более полный, имеет заглавие: "Сия книга 1 небеси створения, 2 исхода, 3 левитская" и проч.

Ср. Бобынин, "Математические знания в России до XVI в." ("Ж. М. Н. Пр.", 1884, № 4).

М. М.

Кирилл I, епископ ростовский

— епископ ростовский с 1217 по 1229 г., известный своим огромным богатством, из-за которого завел тяжбу с князем Ярославом; был удален и поселился в Суздальской обители, раздав большую часть богатства. Умер в 1230 г., приняв схиму.

Кирилл I, митрополит киевский

— митрополит киевский, прозванный философом (1223—1233). Летописец говорит про него так: "учителен зело и хитр ученью божественных книг", "разумлив божественному писанью". К. родом грек и прибыл в Киев из Никеи.

Кирилл II, епископ ростовский

— епископ ростовский с 1231 по 1261 г. Дважды в течение 1253 г. ездил в Орду, к хану Беркаю, излечил его недужного сына и крестил ханского племянника (Петра). Умер в 1262 г.

Кирилл II, митрополит киевский

— митрополит киевский и всея Руси (1233—1236). По пушкинскому списку Нестора, К. — родом русский и посвящен в митрополиты в киевском Софийском соборе. Как неутвержденный в своем достоинстве константинопольским патриархом, он во многих каталогах российских митрополитов вовсе не значится.

Кирилл III

— митрополит киево-владимирский. После разгрома Киева татарами русские сами избрали для управления церковью одного из своих соотечественников — холмского епископа К., который в 1250 г. утвержден в сане митрополита патриархом константинопольским. Вернувшись из Константинополя, К. не мог найти для себя в Киеве приюта и пристанища. Кафедральный Софийский собор и митрополичий дом были разорены; десятинный храм лежал в развалинах; печерская обитель была покинута иноками; во всем городе едва насчитывалось домов с 200. Подобное же разорение встретил он и в Чернигове, и поехал в Рязань, оттуда в Галич и, наконец, решил остановиться во Владимире Суздальском, не перенося, однако, сюда митрополичьей кафедры. Здесь он проживал подолгу, отчего некоторые с него и начинают считать перенесение кафедры из Киева во Владимир. В 1261 г. К. учредил епархию ростовскую, в 1262 г. — сарскую (в Сарае); в 1274 г. составил во Владимире собор, на котором было постановлено 12 правил о церковных делах и исправлении духовенства. Прожив несколько лет в Киеве, скончался в 1280 г. в Переяславле. Погребен в кафедральном Софийском соборе (последний из митрополитов). Н. М. Карамзин отыскал в одной древней Кормчей под его именем "Правило", предложенное на владимирском соборе 1274 г. Московское общество истории и древностей российских обнародовало находку в первой части "Русских достопамятностей", а митрополит Евгений (в "Словаре русских писателей духовного чина") заметил, что "Правило" издано хотя и по характерному списку XIII в., но не совсем исправному и полному. При ближайшем знакомстве с древними славянскими Кормчими и вообще рукописями, благодаря трудам барона Розенкампфа, Строева и Востокова найдены многие другие списки этого "Правила", и подлинность его признается ныне всеми. Приписывались К. и другие сочинения, но не совсем основательно. Преосвященный Макарий, в своей статье: "О сочинениях К. III", признает, кроме "Правила", предположительно принадлежащим перу К. только "Поучение к попам", помещаемое в некоторых славянских Кормчих непосредственно за "Правилом"; остальные же сочинения, упоминаемые, например, в "Обзоре духовной литературы" Филарета, решительно отвергает.

В. Р-в.

Кирилл IV

— митрополит всероссийский, избранный в 1568 г. Иоанном IV на место низложенного Филиппа. К. был добр и слабодушен; скончался в 1572 г., в Москве.

Кирилл и Мефодий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кирилл Лукарис

— константинопольский патриарх; род. в 1572 г. на острове Крит, взят был на воспитание своим дядей, александрийским патриархом Мелетием Пигой (см.); учился в греческой коллегии в Венеции и в падуанском университете. Был начальником греческого монастыря на острове Крит, потом учителем греческого языка и ректором острожского училища. На Брестском соборе 1596 г., провозгласившем унию с Римом, присутствовал в качестве экзарха александрийского патриарха. В 1 597 г. Мелетий Пига, временно управляя константинопольской церковью, объявил русских епископов, принявших унию, низложенными, а до поставления новых епископов назначил К. одним из наместников вселенского престола в южной России; но последний должен был оттуда спастись бегством, после чего посетил Виттенберг, Женеву и другие центры Западной Европы. Когда польский король Сигизмунд обратился к Мелетию Пиге за содействием к умиротворению юго-западной Руси, волновавшейся по поводу введения унии, патриарх, в 160 0 г., послал в качестве своего уполномоченного К., который, ничего не успев сделать, скоро вынужден был вернуться в Александрию, где в 1602 г. избран был на патриарший престол преемником Мелетия Пиги. В 1621 г. К. сделался патриархом константинопольским. Свое управление константинопольской патриархией К. ознаменовал неустанной борьбой с иезуитами, находившими содействие во французском посланнике, тогда как патриарх встречал поддержку в представителях Голландии, Англии и Швеции. Из-за происков своих врагов К. четыре раза был турецким правительством свергаем с престола, но через короткие промежутки времени вновь восстановляем и даже добился формального изгнания иезуитов из пределов Турции. В 1627 г. К. основал в Константинополе типографию для печатания духовных книг, между прочим — полемических сочинений против латинян. Наконец враги К. обвинили его перед турецким правительством в том, что казаки захватили Азов по внушению патриарха, который ждет только прибытия этих своих единоверцев к Константинополю, чтобы поднять греков против турок. По повелению султана Мурада IV Кирилл был 28 июня 1638 г. удавлен, а тело его брошено в море. Проискам иезуитов приписывают и обвинение К. в отступничестве от православия.

В 1629 г. появилось в Женеве на латинском языке, с именем К., "исповедание веры", содержащее в себе кальвинское учение; в 1633 г. оно вышло и на греческом языке. Константинопольский собор 1638 г. предал анафеме как исповедание это, так и К., но Иерусалимский собор 1672 г., специально занимавшийся делом К., совершенно оправдал его, засвидетельствовав, что Константинопольский собор проклял К. не потому, что считал его автором исповедания, а за то, что К. не написал опровержения на это приписываемое ему сочинение. Тем не менее западные исследователи продолжают настаивать на кальвинизме К., ссылаясь не только на это исповедание, но и на обширную переписку его с протестантскими учеными (особенно на письма 1618—20 гг. к голландцу Вельгельму). Новейший православный писатель о К., епископ Арсений, оспаривает подлинность этой переписки и, между прочим, указывает на 50 писем К. к царю Михаилу Федоровичу и московскому патриарху Филарету, хранящиеся в московском главном архиве министерства иностранных дел и свидетельствующих о приверженности К. к православию, а также на грамоту его 1622 г., в которой он говорит о протестантстве как о богохульном вероучении. К. поддерживал, в качестве патриарха, деятельные сношения и с юго-западной Россией. В 1623 г. он утвердил луцкое церковное братство и дал его училищу устав, послуживший образцом для других братских школ. Благодаря близким сношениям К. с протестантами, Британский музей владеет ныне знаменитым александрийским кодексом (см.).

Ср. Pichler, "Geschichte des Protestantismus in der orient. Kirche im XVII Jahrh." (Мюнхен, 1862); князь M. Оболенский, "Новые материалы для истории К. Л." ("Православное Обозрение", 1860 г., № 1); А. Брянцев (ныне епископ Арсений), "Патриарх К. Л. и его заслуги для православной церкви" (СПб., 1870 — из журнала "Странник").

Кирилл Наумов

— епископ мелитопольский (1823—1866), настоятель миссии в Иерусалиме. Из изданных трудов его более известны: "Пастырское Богословие", "Минуты уединенных размышлений", "Жизнь Александра. Невского" и "Акафист". В "Русской Старине" за 1889—90 гг. напечатана любопытная автобиографическая его переписка с митрополитом Макарием Булгаковым.

В. Р-в.

Кирилл Семенович Терлецкий

— епископ луцкий и острожский, один из творцов унии, происходил из обедневшей отрасли некогда знатного русско-шляхетского рода, имевшего поместья в Галиции; родился, по-видимому, в Пинске, где был протопопом и сильно бедствовал. Овдовев, принял монашество и в 1572—73 гг. прямо возведен был в сан епископа пинского и туровского, не по избранию паствы, а по назначению польского правительства. В 1585 г. К. получил от Стефана Батория одну из богатейших южнорусских епархий — луцкую и острожскую. Будучи епископом, К. заботился исключительно о личном своем обогащении, о восстановлении и расширении своих владельческих прав, вел беспрестанные судебные тяжбы, весьма часто предпринимал вооруженные "наезды" на поместья своих противников, разорял села, причем нередко лично предводительствовал своими гайдуками, вообще вел жизнь не духовного лица, а богатого магната того времени, навлекая на себя обвинения в целом ряде тягчайших преступлений. Константинопольский патриарх Иеремия, прибыв в 1588 г. в южную Россию, подверг его осуждению, но хитрый и ловкий К. (митрополит Михаил Рогоза называл его "райским змеем" и "коварной лисицей") успел оправдаться перед патриархом настолько, что последний назначил его своим экзархом. Когда возбужден был вопрос об унии западнорусской православной церкви с римской, К. был одним из первых, примкнувших к видам польского правительства и папы. В 1595 г., вместе с Ипатием Поцеем (см.), он ездил в Рим, где не только присягнул на иерархическое подчинение папе, но и принял всецело учение римской церкви. Вернувшись из Рима, К. открыл в Бресте собор, которым 8 октября 1596 г. и провозглашена была уния (см.). Что К. стремился лишь к уравнению своего положения с широкими правами вельможных католических епископов, всего лучше доказывается тем, что после провозглашения унии он, в противоположность Ипатию Поцею, не принимал никаких мер к упрочению ее в народе, продолжая веселую жизнь богатого магната. † в 1607 г.

Ср. Левицкий, "Южнорусские архиереи XVI-XVII вв." ("Киевская Старина", 1882 г., кн. I).

Кирилл Транквиллион-Ставровецкий

— учитель и проповедник в городе Львове, потом архимандрит черниговский; издал в 1619 г. "Евангелие учительное" (переиздано в 1668 и 1696 г.), состоящее из слов на воскресные и праздничные дни, в 1618 г. — "Зерцало Богословия" (2 изд., 1692 г.), в 1646 г., в Чернигове — "Перло многоценное" (2 изд., 1690 г.) — сборник похвал Богоматери, ангелам и святым, о страшном суде и кончине мира. "Евангелие учительное" было признано в Москве сочинением папистическим и царским указом велено истреблять его.

Ср. Каратаев, "Описание славяно-русских книг" (стр. 357 и 516).

Н. С-в.

Кирилл, автор апологов

— С именем какого-то "блаженного К. епископа" связан латинский сборник нравоучительных басен "Speculum sapientiae beati Cyrilli episcopi". Уже в XV в. памятник этот несколько раз был издан и в том же столетии переведен на немецкий и чешский языки. Автором апологов считали то К. александрийского, то К. иерусалимского, то первоучителя славян. Последняя гипотеза окончательно отвергнута Платоновым и П. Лавровским в "Ж. M. H. Пр." (1868 г., №№ 5 и 7). Первый пришел к заключению, что притчи или апологи К. ни по духу, ни по складу речи не принадлежат не только св. Кириллу-философу, но и вообще греко-славянскому миру; второй принял мнение Добровского, который, на основании одной рукописи, утверждал, что автором апологов был poeta laureatus XIII в., Cyrillus de Guidenon, т. е. из итальянского города Guidone.

Ср. А. Веселовский, "Заметки по литературе и народной словесности" (СПб., 1883 — прил. к XLV т. "Записок академии наук").

Кирилл, архиепископ александрийский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кирилл, архимандрит грузинский

— архимандрит грузинский. В 1586 г. он приезжал в Москву от имени своего царя просить Федора Иоанновича принять Иверию под свое покровительство; через два года извещал нашего царя о принятии грузинами подданства и привез ему подарки. В 1603 г. К. вновь явился в Москву и посоветовал царю Борису построит каменную крепость в Тарках и еще две другие на реках Тузлуке и Буйнаке. С этой целью были посланы в 1603 г. окольничие Бутурлин и Плещеев, с которыми поехал и К., имея поручение от Бориса устроить брак грузинского царевича Теймураза с Ксенией Борисовной и карталинской царевны Елены с Федором Борисовичем.

В. P-в.

Кирилл, епископ иерусалимский

(315—386) — св. отец церкви, с 351 г. епископ иерусалимский. Живя во время наибольших смут в церкви от ариан, он трижды был свергнут ими с епископской кафедры. Иероним и др. его самого причисляют к арианам на том основании, что посвящение в епископы он получил от арианина — Акакия (епископа кесарийского) и затем долго дружил с полуарианами. В пользу этого мнения говорит и то, что Кирилл не употреблял в своих сочинениях слова единосущный (όμοούσιος) об И. Христе, как и слова ипостась, в смысле, установленном Никейским собором, и хотя принимал символ никейский, но в церковной практике предпочитал пользоваться древним местным символом церкви иерусалимской. Однако, он присутствовал на II вселенском соборе как епископ православный, и в актах собора упоминается как "подвизавшийся против ариан"; Феодорит Кирский называет его "поборником учения апостольского". По образу мыслей К. был, по-видимому, близок к знаменитому Евсевию, епископу соседней с Иерусалимом Кесарии Палестинской, сочинениями которого он пользовался в своих поучениях. Не обладая силой и глубиной ума великих отцов церкви IV в., К. имел, однако, хорошее образование не только богословское, но и общее. Из проповедей его (импровизаций, записанных его слушателями), огласительные (κατεκετικάι) и тайноводственные (μισταγωγικάι) поучения, в числе 24-х, имеют важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов. Некоторые протестантские богословы (в особенности Риве, Риффель и Уден) старались доказать, что автором этих поучений К. не был, но в настоящее время принадлежность их К. стоит вне всякого сомнения, хотя последние пять поучений (тайноводственные) сделались известными в литературе не ранее как два века спустя после его смерти. Кроме поучений, известны еще следующие сочинения К.: послание к императору Констанцию о явлении в 351 г. креста под Голгофой, беседа "О расслабленном" и отрывки из беседы "О претворении И. Христом воды в вино в Кане".

См. Н. И. Барсов, "Представители догматико-полемического типа проповеди в IV в." (Харьков, 1886); Tou tté e (при его издании сочинений К.), "De vita et rebus gestis, de scriptis et de doctrina Cyrilli"; Tillemont, "M é moires..." (т. VIII); Oudin, "De script. eccesiast." (т. I); Ceiller, "Histoire g éné rale des auteurs" (т. VI, по изданию 1860 г.); монографии: Plitt, "De Суrilli orationibus, quae exstant" (Гейдельберг, 1855); Marquardt, "S. Cyrillus, baptismi, chrismatis, eucharistiae interpres" (Лейпциг, 1882); архимандрит Порфирий, "Кирилл Иерусалимский", в "Прибавлениях к творениям св. отцов" (в русском переводе, 1855). Издание сочинений К.: Morel (П., 1564); Pr é vot (П., 1608); Milles (Oxford, 1703); Toutt é e (П., 1720 и Венеция, 1763, лучшее из всех); Reisel et Kupp (1848); Migne, в "Patrologia cursus" (ser. graeca, t. XXXIII, перепечатано издание Toutt é e; русский перевод, Москва, 1855). Для установления подлинного греческого текста творений К. весьма важны древние славянские переводы их, хранящиеся в московской синодальной библиотеке (см. описание ее, Горского и Невоструева).

Н. Б-в.

Кирилл, преподобный белозерский

— преподобный белозерский; в миру Кузьма, род. в Москве, в 1337 г. Юношей был пострижен в монахи; 60-ти лет от роду пришел в Белозерскую область, к озеру Сиверскому, где вскоре и была основана им известная обитель (см. Кирилло-Белозерский монастырь). Умер К. в 1427 г. От него остались три послания к трем братьям-князьям, "написанные простым языком и исполненные иноческого смирения" (Шевырев). Мощи К. покоятся в церкви во имя его же.

Ср. составленное Пахомием "Житие К." (в середине XV века); Шевырев, "Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь" (ч. I).

В. Р-в.

Кирилл, преподобный новоозерский

— преподобный новоозерский, уроженец Галича, сын богатых родителей, отроком пострижен в монахи; повинуясь тайному видению, прибыл на Новоозеро, где воздвиг небольшую церковь и положил начало обители (1517). Умер в 1532 г. Нетленные мощи его обретены в 1649 г. Память его празднуется 4 февраля.

Кирилл, проповедник

— церковный проповедник (1788—1840), в миру Константин Богословский-Платонов. Окончил курс в спб. духовной академии; был ректором московской духовной академии, викарием московской епархии, потом епископом в Вятке и в Каменец-Подольске. От него остались три части его речей и слов, изданных в Москве в 1854 г.

Ср. обширную биографию его в "Подольских Епархиальных Ведомостях" (за 1863 и 1864 гг.).

В. Р-в.

Кирилл, святой туровский

— знаменитый проповедник и писатель XII в. (1130-около 1182). Родился в городе Турове (в нынешней Минской губернии); приняв пострижение, выказал основательное знакомство с творениями св. отцов и приобрел большой авторитет среди братии, "уча и научая" словом и примером своей жизни. Удаляясь от общежития, К. заключился в столпе (башне), куда перенес и свою библиотеку. Здесь, может быть, создались некоторые из его произведений, исполненные высокого аскетического одушевления и стремления к познанию Божества в созерцании его творения — мира. Результатом этого периода в жизни К. явилось его сочинение: "Сказание о черноризчестем чину от ветхого закона и нового" и, может быть, поучение "о подвиге иноческого жития" и "послание к печерскому игумену Василию", с большей или меньшей вероятностью приписываемые св. К. Своей подвижнической жизнью К. стяжал себе известность и, по просьбе князя и граждан, был посвящен митрополитом киевским в епископы города Турова. Ко времени епископства св. К. относятся нелады великого князя Андрея Боголюбского с епископом Феодором. К. принял сторону князя и предал епископа Феодора анафеме за ересь. К. бесспорно принадлежат из дошедших до нас памятников XII в. восемь проповедей; ему же приписываются два поучения. Он написал также значительное число молитв (до двадцати), из которых наиболее замечательны "молитвы на всю седмицу". Произведения его были очень распространены в сборниках, а с появлением книгопечатания издавались не раз, вместе с творениями И. Златоуста и других выдающихся проповедников. Лучшие издания: Сухомлинова, "Рукописи графа Уварова" (т. II, вып. I, СПб., 1858); К. Калайдовича, "Памятники русской словесности XII в." (М., 1821); в "Памятниках древнерусской церковно-учительной литературы" (вып. I, изд. журнала "Странник", 1894). В переводе на русский современный язык все творения К. изданы преосв. Евгением минским и туровским (Киев, 1880). Взгляды на достоинство произведений К. весьма различны. С одной стороны, в нем видят народного аллегоризатора в стиле современных ему византийцев; с другой — превозносят его за возвышенность его идеалов, за красноречие и за изящество формы его произведений. К. был вполне сыном своего века и, имея от природы большой поэтический талант, развившийся в обстановке монашеской и затем затворнической жизни, не мог не подчиняться влиянию И. Златоуста и других проповедников. В его поучениях преобладает красноречие торжественное над учительным; образы, теснящиеся в его воображении, затемняют логическую схему; порыв от прозы жизни в область отвлеченного лишает его проповедь практической применимости. Богатое воображение и одушевление, соединенное с восторженно-радостным настроением, — вот характеристические черты проповедей К.. Что касается зависимости его от византийских образцов, то, как справедливо замечает профессор Пономарев, "прямых и буквальных заимствований из них в поучениях К. Туровского нет, хотя каждую его страницу можно было бы иллюстрировать соответственными местами из святоотеческих поучений". Насколько поучения К. поражают подчас обилием образов и сравнений, настолько просты, но вместе с тем проникнуты одушевлением его молитвы. По форме они состоят из обращения и моления, заканчивающегося кратким славословием, но по содержанию представляют значительное разнообразие. Главным их предметом является человек, обремененный ношей грехов. Тяжелые думы о слабости и ничтожестве человека, скорбь о его греховности и немощности, проходящая через все молитвы К., являются ярким контрастом тому бодрому и жизнерадостному настроению, которым проникнуты все его ораторские произведения, ввиду чего молитвы только приписываются К. предположительно. По своей учености и богатству сведений в области греческой поучительной литературы, К. — один из крупнейших писателей XII в.

Ср. Сухомлинов, "Рукописи графа Уварова"; профессор Пономарев, "Памятники древнерусской учительной литературы" (вып. I); Макарий, "История церкви" (т. I, III); Голубинский, "История церкви" (1880).

В. П.

Кирилл, святые православной церкви

— С этим именем в православных святцах, кроме упомянутых в статьях данного Словаря, значатся: 1) один из 40 мучеников-воинов, пострадавших за Христа в 320 г. в городе Севастии (см. Севастийские мученики). 2) Ученик апостола Петра, бывший первым по времени епископом города Катании, в Сицилии. 3) Два епископа города Гортины на остро Крит, пострадавшие за Христа, один — в царствование Декия, другой — в царствование Максимиана. 4) Диакон в финикийском городе Илиополе, живший при Константине Великом и умерщвленный при Юлиане.

Кирилл-философ

— Под этим именем известны: 1) св. К., первоучитель славян (см. Кирилл и Мефодий), 2) св. К. катанский (костенский), учитель сербов XV в. и 3) К. I, митрополит киевский. Одному из первых двух принадлежит, вероятно, "Слово об исходе души, или О мытарствах", которое пользовалось особенной распространенностью в древней Руси и оказало несомненное влияние на духовную народную поэзию. Предмет его — вопрос о конечной судьбе людей и вселенной. Оно известно в трех редакциях: краткой, средней и обширной. Последняя, напечатанная в "Чтениях в Московском обществе истории и древностей российских" (18 4 7 г., №8) и отдельно под заглавием "К.-философа слово на собор архистратига Михаила", содержит в себе и "поучение попом", приписываемое митрополиту киевскому Кириллу II, вследствие чего его считали составителем всего слова. Автором слова о мытарствах раньше считали также св. К. туровского, равно как К., епископа ростовского; Шевырев и Буслаев склонны приписывать слово о мытарствах св. Авраамию смоленскому. Как на источник слова о мытарствах, указывают на житие св. Василия Нового, составленное учеником последнего Григорием Мнихом, а отчасти на слово Палладия Мниха: "О втором пришествии Христове, о страшном суде и будущей муке", в свою очередь сложившееся под влиянием слов св. Ефрема Сирина. Г. Барац в сочинении "Следы иудейских воззрений в древнерусской письменности. Слово К.-философа" (Одесса, 1894) доказывает, что слово о мытарствах, и по содержанию, и по складу речи, находится в зависимости не столько от византийских, сколько от еврейских источников.

Кириллица

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кирилло-Белозерский мужской монастырь

1-го класса — в городе Кириллове Новгородской губернии. Основан преподобным Кириллом, архимандритом московского Симонова монастыря, который удалился сюда в 1397 г. и жил в пещере. Святая жизнь отшельника привлекла сюда многих иноков, так что в год кончины преподобного К. (1427) во вновь возникшем монастыре братии считалось 53 человека. К. монастырь с самого основания своего пользовался особым вниманием московских великих князей и царей, хорошо обстраивался и быстро богател, так что впоследствии владел обширными землями и до 20000 душ крепостных крестьян. В самом монастыре развились ремесла; так, из грамоты царя Алексея Михайловича (1646 г.) видно, что он снабжал каменщиками Москву и Серпухов. Монастырь был укреплен и в XVII в. представлял один из важнейших стратегических пунктов северной Руси; в 1612—13 гг. он выдержал продолжительную осаду со стороны литовцев. Монастырь посещали великие князья Василий II и III, Иоанн Грозный, Петр I; Грозный помышлял принять здесь иночество. Монастырь служил также местом заточения многих знатных лиц: князя В. И. Патрикеева-Косого, князя Ивана Петровича Шуйского, татарского царя Симеона Бекбулатовича, патриарха Никона. В настоящее время монастырь принадлежит к числу богатейших в России. Он обнесен высокими, толстыми каменными стенами, построенными в 1633—1666 гг., длиной до 1½ верст. В стенах до 700 келий, выстроенных, вероятно, для войска. 23 башни, с камерами, прежде служили помещениями для одиночного заключения ("каменные мешки"). Церквей 11, из которых соборная построена еще при основателе монастыря, в 1391 г. Богатейшая ризница, старинная библиотека и арсенал. Много древних вещей увезено из монастыря; из сохранившихся заслуживают внимания: риза преподобного Кирилла (XIV в.), его духовное завещание, послания его же великому князю Василию Димитриевичу, князю Юрию Димитриевичу звенигородскому и Андрею Димитриевичу можайскому, послание Иоанна Грозного монастырю, стул патриарха Никона, многие древние орудия. С 1778 г. в монастыре духовное училище.

Д. Р.

Кириллов Андрей Александрович

(род. в 1854 г.) — писатель, воспитанник СПб. дух. академии, инспектор Донской дух. семинарии. Главные его труды: "Догматическое учение о таинстве евхаристии в творениях двух катихизаторов IV в., св. Кирилла Иерусалимского и Григория Нисского" (Новочеркасск, 1898); "Перст Божий. Сборник назидательных сказаний из современной жизни" (6 вып.); "Донская епархия в ее настоящем положении" (ib., 1896); "Старочеркасский Ефремовский женск. м-рь Донской епарх." (ib.,1897).

Кириллов монастырь

мужской, 3-го класса (называется также обителью Покрова Пресвятой Богородицы) — Новгородской губернии и уезда. В летописи упоминается с 1196 г.; после неоднократных опустошений перестроен в XVIII столетии. В монастыре покоятся с 1812 г. мощи преподобного Арсения, новгородского чудотворца († в 1570 г.), память которого чтится 8 мая.

Кириллов Новозерский монастырь

мужской — Новгородской губернии, Белозерского уезда; на острове озера Нового. Основан в 1517 г. преподобным Кириллом, под названием пустыни Кирилла Белого.

Кириллов, Григорий Петрович

— ветеринар. Род. в 1850 г.; сын дьякона. Окончив в 1876 г. курс ветеринарного отделения медико-хирургической академии, был по конкурсу оставлен при ней на два года для усовершенствования, но, ввиду мобилизации армии, отправился ветеринарным врачом на театр войны и только после заключения мира возвратился в академию, где занимался патологической анатомией под руководством профессора А. А. Раевского. В 1880 г. К. получил степень магистра ветеринарных наук за диссертацию: "О развитии и строении новообразований при жемчужной болезни рогатого скота" (СПб., 1880), а в 1881 был избран доцентом казанского ветеринарного института по кафедре хирургии. С 1883 г. состоит экстраординарным профессором по той же кафедре. Работы К. рассеяны в "Ученых Записках Казанского ветеринарного института", которые он редактирует со дня основания журнала, в "Архиве Ветеринарных Наук" (1881—82), в "Сельском Хозяине" (1889) и др.

Кириллов, Н.

— составитель "Словаря иностранных слов"; см. Петрашевский.

Кириллов, уездный город Новгородской губернии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кириллов-Александро-Ошевенский монастырь

мужской, 3-го класса — Олонецкой губернии, Каргопольского уезда, в 41 версте от уездного города, при речке Чурьяге. Основан вскоре после 1453 г. преподобным Александром († в 1479 г.), мощи которого покоятся здесь под спудом.

Кирилловский-Троицкий монастырь

— мужской, в Киеве. Основан Всеволодом Олеговичем, князем черниговским, княжившим в Киеве в 1138—46 гг.; разорен Батыем, возобновлен в начале XVII столетия, а в 1786 г. упразднен.

Кирилов, Иван Иванович

— обер-секретарь сената, составитель географического атласа Российской империи. В 1733 г. К. подал в сенат проект, обещавший великую будущность торговли со среднеазиатскими ханствами и Индией. Правительство, соглашаясь с его доводами, избрало его же самого для осуществления его планов. В 1734 г. он был отправлен, во главе обширной экспедиции, в Оренбургский край. Здесь он основал Верхнеяицкую крепость, окончил начатую еще до него перепись тептерей, составил список башкирским родам и сформировал из дворянских детей 2 роты драгун. В следующем году, несмотря на вооруженное сопротивление башкир, ему удалось построить крепость при слиянии рек Ори и Яика. Конец 1735 г., весь следующий и начало 1737 г. были проведены им в неутомимой борьбе с повсеместно восставшими башкирами, во время которой он и умер от чахотки, в 1737 г. (см. Башкиры). Хорошо знавший его Рычков называл его "великим рачителем и любителем наук".

См. Витевский, "Неплюев и Оренбургский край", вып. I.

Кирилов, Иван Петрович

— талантливый ботаник, сопровождавший в путешествиях на Алтай и в Джунгарию известного ученого натуралиста и путешественника Г. С. Карелина (см.). Его биография малоизвестна. Карелин познакомился с К. в 1838 г., когда тот был студентом спб. Университета, и не только пригласил его с собой, но принял его вполне на свое попечение. Молодой человек стал постоянным спутником, помощником в ученых трудах своего нареченного отца и членом его семьи. К. скончался в Арзамасе Нижегородской губернии, на пути из Оренбурга в Москву. Печатные труды по алтайской и туркестанской флоре сделаны совместно Карелиным и К.

А. Б.

Кириловка

— село Киевской губернии, Звенигородского уезда. 600 дворов, 4248 жителей. Церковно-приходское училище, сельское начальное училище, 3 лавки и 12 ветряных мельниц.

Кириловы

— русские дворянские роды. Сурка и Кудеяр К. служили новиками по Ельцу в начале XVII в. Их потомство внесено в родословную книгу Орловской губернии. Аверкий Степанович К. был думным дьяком и убит стрельцами во время мятежа в 1683 г.; его сын Яков служил дьяком. Еще один род К. восходит к началу XVII в., а остальные, числом 20, позднейшего происхождения.

В. Р.

Кирима

— см. Тукан.

Кирисима

(остров туманов) — вулканическая группа на юге Японского острова Киусиу, состоит из нагорья и двух вершин, из которых постоянно выходит сернистый дым (высшая, Токацило, 1672 м). Породы — туфы, трахиты и лавы. К. — одна из священных гор Японии, посещаемая многими богомольцами. Здесь, по преданию, появился с неба предок нынешних микадо (императоров), Джиму-Тенно.

А. В.

Кирияк

(Тимофей Прокофьевич) — писатель. Воспитывался в академической гимназии, в 1790-х гг. был инспектором классов Смольного монастыря. К. перевел "Достопамятные и любопытные сказания об императоре Петре Великом" Я. Штелина (СПб., 1786 и 1787), "Историю моего времени" Фридриха II (СПб., 1793); издал анонимно популярную в свое время "Краткую российскую историю для народных училищ" (СПб., 1799; 9-е изд., 1827, немецкий перевод А. Шлецера, Геттинген, 1802). Для характеристики екатерининского времени и тогдашнего общественного настроения имеют известную цену два письма К. — о потемкинском празднике, по случаю взятия Измаила, в 1791 г., и о смерти Екатерины II ("Русский Архив", 1867).

В. К.

Кирка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кирказон

кокорник (Aristolochia Clematis L.), из семейства кирказоновых (Aristolochiaceae Lindl., см. Аристолохиа) — вредное для лошадей растение, часто встречающееся в посевах люцерны. Признаки отравления им: пульс резкий, полный, скорый; зрачки расширенные, дрожание тела, притупленность, шатание при ходьбе, мочеиспускание, запор.

Кирказоновые

— см. Аристолохиевые.

Киркегор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киркесий

(Κιρκήσιον, Circ essus; y различных авторов это имя читается различно) — римский пограничный укрепленный пункт в Месопотамии, на правом берегу Евфрата, упоминаемый несколько раз в III в. после P Х. в описании войн римлян с парфянами, а впоследствии — войн Восточной империи с персами. Для отожествления его с древнесирийским Кархемышем нет достаточного основания; самое название К. вероятно латинское = castrum circense.

Р. Л.

Кирккалди

(Kirkcaldу) — город в шотландском графстве Файф, на северном берегу залива Форт; фабрики льняных и джутовых изделий, заводы машинные, пивоваренные и винокуренные; значительная торговля. Гавань с маяком: при мелководье совершенно высыхает, при приливе доступна для больших кораблей. Жителей 27151.

Киркор

(Адам-Гонорий Карлович, 1812—1886) — литовско-польский ученый и литератор, уроженец Могилевской губернии. Учился в могилевской гимназии и виленском дворянском институте. Издал сборники "Радегаст" (1843), под псевдонимом Jana z Sliwina (родина К.), и "Раm. umysłowe" (1845—46). В 1850—54 гг. редактировал "Памятные книжки Виленской губернии". Часть его статей вышла под заглавием: "Историко-статистические очерки Виленской губернии" (1853). Вместе с П. Кукольником, издал "Черты из истории и жизни литовского народа" (1854). В 1858 г. назначен консерватором виленского музея древностей. Напечатал множество статей по литовской археологии, этнографии и статистике, из которых важнейшие: "Монетное дело в Литве" (1869, "Древности", т. II, вып. 2) и "Этнографический взгляд на Виленскую губернию" ("Вестник Императорского Русского географического общества", 20—21, 1857—1858). К. был издателем целого ряда сборников и журналов: "Teka Wileń ska", "Pismo zbiorowe Wile ńskie", на русском и польском. языках, "Виленского Вестника" — в 1860—1866 гг., "Нового Времени" (в СПб.) — в 1867—72 гг. В 1872 г. переселился в Краков, где посвятил себя археологическим исследованиям и экскурсиям в Галиции и на Покутьи. Напечатал в III т. "Живописной России" Вольфа обширную монографию о "Литве и Белоруссии". Последний труд его — "Bazylika Litewska" (1886). Его "Przewodnik po Wilnie" вышел в 1880 г. 2 изданием. Его труды по галицкой археологии помещены в "Zbi ór wiad. do antrop. Krajowé j" (1—8, 1877—1884 гг.), изд. краковской академией наук, при которой он состоял хранителем археологи коллекций и заведующим секцией раскопок. Он первый познакомил ученый мир с литовскими древностями и возбудил на месте любовь к изучению родной старины, как литовской, так и белорусской. Как журналист и политик, К. подвергался сильным нападениям крайних партий польских и русских; как неутомимый труженик и полезный местный археолог-этнограф, он останется незабвенным в истории национального возрождения литовско-белорусского края. Немалы также его заслуги для славянской археологии Галиции и Подолии.

См. Янчук, "А. К. Киркор" (М., 1888); Kunasewicz, "Archeologia polska", в брошюре Stan. Krzyżbnowskiego: "Eustachy hr. Tyszkiewicz i jego prace" (Львов, 1873); Пыпин, "Русская Этнография".

Э. Вольтер.

Кирловицкий договор

— см. Карловцы.

Кирман

или Керман — юго-восточная провинция Персии, примыкающая на востоке к Белуджистану и Сейстану, на юге — к проливу Ормуз Персидского залива, на западе — к Фарсистану, на севере — к Хорасану и Ирак-Аджеми. 150000 кв. км, с 500000 жителей. Северная часть принадлежит к Иранской пустыне, южная — обитаемая, горная страна. Климат, за исключением некоторых мест, вообще нездоров. Возделываются хлопчатник, пшеница, ячмень; знаменита овечья и козья шерсть. Главный город, того же имени, лежит на юге пустыни, на конце большой плодородной равнины, которая называется житницей Персии. В городе К. много мечетей, бань, базаров; 40000 жителей. Знаменитый шелк и приготовление шелковых материй; драгоценные шали из овечьей и козьей шерсти, ковры и проч. К. — узел нескольких важных торговых караванных путей к Герату и Кандагару, Ширасу, Персидскому заливу и др.

Кирманшах

— см. Керманша.

Кирмезер

(Павел Kyrmezer, Kyrmezerski, умер в 1589) — чешский писатель; был сначала учителем, потом священником и деканом и мечтал достигнуть положения главы всех католиков Богемии, вследствие чего стал нападать на богемских братьев, но не достиг цели и даже лишился прихода. Под конец жизни помирился с богемскими братьями и пользовался их поддержкой. К. написал три пьесы: "Komedia č eskà о Bohaci a Lazarovi" (1566), "Komedia nov á о vdově, kterùz pàn b ů h p ř zedivnym sp ů soben skrze Elizea proroka od ve ř i teele její ho vyswobodil" (1573) и "Tobi áš, hra w 5 aktech s prologem a epilogem" (1581); затем "Leges ecclesiasticae ad disciplinam et censuram vitae" (1576), которые в 1578 г. вышли и на чешском языке; "Confessio de vera deitate Christi contra Anabaptistas et Antrinitarios" (1584); "Spongia ad detergendas aspersiones" (1578); "Acta Concordiae inter P. kyrmezerum et Valdenses" (1580) и др.

Кирнасовка

— село Подольской губернии, Брацлавского уезда, при реке Козарихе. 600 дворов, 3258 жителей; школа, лавки, 5 мельниц, винокуренный завод, каменоломни гранита.

Кирнбергер

(Johann-Philipp Kirnberger) — известный контрапунктист и писатель о музыке (1721—1783). Писал псалмы, мотеты. Важные его музыкально-теоретические сочинения: "Kunst des reinen Satzes in der Musik" (1774); "Die wahren Grunds ätze zum Gebrauch der Harmonie" (1773); "Grundsä tze des Generalbasses" (1781); "Anleitung zur Singkomposition" (1782) и проч.

Кирпели

— степная речка, получающая начало в Екатеринодарском отделе Кубанской области, недалеко от Ладожской станицы. В своих низовьях и среднем течении образует множество озер и лиманов. Впадает в Кирпильский лиман.

Кирпильский лиман

— огромный лиман со множеством островов и заливов; находится в Темрюкском отделе Кубанской области. Посредством Ахтырского лимана соединяется с Азовским морем.

Кирпич (дополнение к статье)

бокситный, динасовый, доломитовый, известковый, коксовый, магнезитовый, огнеупорный, угольный. хромистый, шамотный — см. Огнеупорные материалы и Футеровка. К. воздушный, сырцовый, или саманный, — см . Экономические постройки.

Кирпич и Глина

— журнал глиноразрабатывающей и цементной промышленности и строительного дела, выходит два раза в месяц, с 1905 г., в Москве; редактор-издатель Дм. Мансфельд.

Кирпичев, Виктор Львович

— профессор механики. Окончив курс михайловской артиллерийской академии, был в 1870 г. избран преподавателем механики в спб. технологическом институте, а в 1876 г. там же — профессором прикладной механики, причем читал курсы сопротивления строительных материалов, грузоподъемных машин и построения деталей машин и, кроме того, руководил проектами по механике. Известность К. в специальной литературе основана на "Курсе сопротивления материалов" (литограф., 1878), где автор выказал большую оригинальность метода и взглядов. Другие работы К. рассеяны в "Известиях спб. технологического института". В 1889 г. К. был назначен директором вновь открытого технологического института в Харькове и занимает этот пост доныне.

Кирпичев, Константин Львович

— генерал-лейтенант, помощник начальника главного инженерного управления, ординарный профессор николаевской инженерной академии. Род. в 1844 г.; образование получил в константиновском военном училище и николаевской инженерной академии. В военной литературе К. пользуется известностью как автор ряда статей и рецензий в "Инженерном Журнале" (всего более двухсот). Как более крупные можно отметить: "Переправы в кампанию 1877—1878 гг." (1881); "О культурном значение подрывных работ" (1879); "О воспламенении замороженного динамита" (1881); "Несколько слов о приборах для измерения напряжения частей мостовых и стропильных ферм" (1879) и многие др.

Кирпичев, Лев Львович

(1840—1890) — военный писатель, образование получил в Константиновском корпусе и Михайловской артиллерийской академии. В 1861 г. назначен при последней репетитором артиллерии, в 1866 г. — адъюнкт-профессором баллистики, артиллерии и элементарной механики, в 1881 г. — инспектором классов той же академии и артиллерийского училища, в 1885 г. — постоянным членом главного артиллерийского комитета; с 1887 г. читал артиллерию еще в николаевской академии генерального штаба. Лекции К., при всей строгой научности, были ясны и увлекательны. В среде специалистов имя его пользуется заслуженной известностью. Кроме несколько раз литографированных лекций, К. оставил следующие печатные работы: "Общие начала механики" (СПб., 1870); "Об артиллерийских орудиях" (СПб., 1873); "Начала баллистики" (СПб., 1889). К. неоднократно был назначаем рецензентом представляемых в академию специальных сочинений. Ряд его мелких статей рассеян в "Энциклопедическом Словаре" Березина. Кроме того, К. составил, вместе с А. Платовым, "Исторический очерк развития и образования артиллерийского училища, 1820—1870 г." (СПб., 1870), и, с В. Шкляревичем, "Элементарный курс артиллерии" (СПб., 1872).

Кирпичев, Михаил Львович

(1847 —1875) — химик. Образование получил в полоцком кадетском корпусе, михайловском артиллерийском училище и артиллерийской академии. Окончив в последней курс, был оставлен при ней репетитором по химии, а в 1871 г., прочтя пробную лекцию "О спектральном анализе", был назначен лектором химии. С этого же времени стали появляться в "Журнале химического общества" его статьи, обратившие внимание специалистов оригинальным методом и детальностью разработки вопроса ("Определение меди в латуни", "О движении воды и ее расходе в насосах Бунзена", "О прессируемом насосе" и др.). Когда в 1872 г. Д. И. Менделеев приступил, по поручению Русского технического общества, к работам над упругостью газов, К. принял в них ближайшее участие и в 1874 г. представил подробный результат своих работ в академию наук. Изложение его труда сделано в книге Д. И. Менделеева: "Упругость газов" (СПб., 1875). На К. возлагалось много надежд, но ранняя смерть помешала их исполнению.

Кирпичников

(Александр Иванович) — талантливый историк всеобщей литературы. Род. в 1845 г. в Мценске, в купеческой семье; учился в первой московской гимназии и в московском университете. Будучи преподавателем русского языка в 1-й и 5-й московских гимназиях, он составил, вместе с Ф. Гиляровым, "Этимологию русского языка" (М., 1869), быстро вошедшую в употребление и выдержавшую около 30 изданий, отдельно составил "Синтаксис русского языка" (более 20 изд.). В 1871 г. К. отправился за границу, где слушал лекции в Берлине и Вене. В 1873 г. защитил в Москве магистерскую диссертацию: "Поэмы ломбардского цикла" и начал читать лекции всеобщей литературы в харьковском университете, в качестве приват-доцента. В 1879 г. К. защитил в СПб. докторскую диссертацию: "Св. Георгий и Егорий Храбрый" и тогда же был избран экстраординарным профессором всеобщей литературы в харьковском университете, а в 1885 г. перешел ординарным профессором в Одессу. Здесь К. читал и читает разнообразные общие и специальные курсы по истории западноевропейских литератур; неоднократно читал и публичные лекции и заслужил репутацию блестящего лектора. Кроме значительного числа журнальных статей и заметок, К. издал отдельно: "Очерки из истории средневековой литературы" (М., 1869); ""Кудруна", национальная поэма немцев" (Харьков, 1874): "Греческий роман в новой литературе" (Харьков, 1876); "Диккенс, как педагог" (актовая речь, Харьков, 1881); "Очерк истории книги" (публичные лекции, Одесса, 1888); "Пушкин, как европейский поэт" (Одесса, 1887) и др. В "Истории всеобщей литературы" В. Ф. Корша К. принадлежат XI-XIV вып.; после смерти Корша редакция этого издания перешла к К., и он довел его до конца. Под редакцией и с предисловиями К. переведены "Похвала глупости" Эразма Роттердамского (М., 1884) и "Вольтер" Морлея (М., 1888). В 1894 г. К. избран членом-корреспондентом академии наук. К. — один из наиболее живых и деятельных представителей нашей университетской науки. Превосходный и выдающийся специалист, он вместе с тем отзывается на умственные запросы времени и пишет очень легко и интересно. Человек вполне независимого образа мысли, он никогда не выступает в защиту той или другой литературной "партии", но в основе его трудов общего содержания всегда лежит стремление к правде и истинной гуманности.

С. Венгеров.

Кирпичников (дополнение к статье)

(Александр Иванович) — историк литературы; умер в 1903 г.

Кирпичное производство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кирпичный чай

— низший сорт обыкновенного китайского чая, с помощью клея спрессованный в плитки, формой похожей на кирпичи. Кирпичный чай получается из северных провинций Китая, где, однако, не употребляется; у нас употребляется в Сибири, особенно же у калмыков и бурят. В Забайкалье заменяет отчасти ходячую монету. Его не настаивают, а варят с солью, молоком, маслом или бараньим жиром; к густому крепкому отвару прибавляют даже несколько муки. Сваренный К. чай своим видом походит на шоколад.

Кирра

— см. Крисса.

Кирсанов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кирсановка

(Старое) — село Новохоперского уезда, Воронежской губернии, в 41 версте от уездного города, при реке Карачане. 532 двора, 4978 жителей, великороссов, главное занятие которых — хлебопашество и выделка огнеупорного кирпича. Церковно-приходская школа.

Кирсинский завод

— см. Омутнинские заводы.

Кирульф

(Иоганн Фридрих Kierulff) — германский цивилист, был профессором в Киле, автор неоконченной "Theorie des gemeinen Civilrechts" (Альтона, 1839), оригинально смотревший на задачи научной юриспруденции в период спора исторической и философской школ. В противоположность обеим, К. думал, что следует изучать не чистое римское право, со всеми его национальными особенностями, и не абстрактное философское право, построенное на учении о естественном, а современное положительное право, в его принципах, детальных подробностях и идеалах. Теория права для К. есть философия положительного права, не исключающая изучения ни римского права, ни философии, но творчески комбинирующая в единое целое современное состояние юридических идей и их жизненное осуществление в судебной практике. Изучение истории римского права, в главных ее течениях, дает основание для противопоставления национальных римских особенностей потребностям современной жизни, а изучение современных философско-юридических идей и практики спасает мысль от подавления римским юридическим материалом и археологическими изысканиями в его области. К. остался в германской литературе своего времени одинок со своими взглядами. Современная германская юриспруденция, однако, определенно идет к цели, намеченной К.

В. Нечаев.

Кирунавара

(Kirunavara), Керонаваре (Kjeronavare), т. е. гора горных тетеревов — горы в шведской провинции Норботтен, между Торнео и Каликс-ельфом, около 237 м высотой и 5 км длиной, принадлежат к числу богатейших железной рудой во всем свете. Весь хребет и 10 вершин состоят почти исключительно из железной руды, содержащей около 70% железа. Запас железа на одной поверхности определяется в 25 5 млн. тонн. Лишь с окончанием железной дороги Лулео-Офотен эти богатства станут приносить пользу стране.

Кирфис

(Κίρφις) — горы в южной Фокиде, до 1270 м высоты; они тянутся параллельно южному склону Парнаса и отделены от него глубокой и узкой долиной речки Плейст. У западной подошвы К. расположен был городок Кирра, у юго-восточного — Антикирра. На востоке К. связан с беотийским Геликоном.

Кирх

— семья немецких астрономов. Готфрид К. (Gottfried Kirch, 1639—1710), первый директор берлинской обсерватории и основатель астрономического календаря (Berliner Astr. Jahrbuch), был учеником Гевелия (см.) и занимался сперва в крозикской обсерватории; он наблюдал планеты и кометы и, между прочим, открыл перемены блеска звезды χ Cygni. Маргарита К. (1670—1720) — вторая жена, и Кристина К. (1696—1782) — дочь Готфрида, много занимались астрономическими вычислениями, печатали статьи в "Miscellanea Berolinensia" и издали в 1712 г., в свое время известное сочинение: "Praeparatio ad oppositionem magnum sive notabilis coeli". Наконец, Кристфрид К. (Christfried Kirch, 1694 —1740), сын Готфрида, был третьим директором берлинской обсерватории и профессором астрономии.

В. В. В.

Кирхбах, Вольфганг

(Kirchbach) — немецкий писатель; род. в 1857 г. Он обратил на себя внимание романами: "Salvator Rosa" (1880 г.) и "Kinder des Reichs" (1883 г.), в которых поражает смесь трезвого реализма с мечтательностью. В его "Ausgew ä hlte Gedichte" (1883) отразилось брожение умов нашего времени; и здесь простота и задушевность темы и формы чередуются с неестественной деланностью. Остроумны, но мало сценичны драмы и комедия К.: "Waiblinger" (1886), "Der Menschenkenner" (1888), "Die letzten Menschen" (1889) и "Warum Frauen die M änner lieben" (1892).

Кирхбах, Гуго Эвальд

(граф Kirchbach, род. в 1809 г.) — прусский генерал, участвовал в войнах 1864 и 1866 гг. Во время осады Парижа занимал важнейшую часть германской линии, против Мон-Валериен, от Буживаля до Сент-Клу. Отбил сильный приступ.

Кирхбах, Гуго Эвальд (дополнение к статье)

(граф Kirchbach) — прусский генерал от инфантерии; ум. в 1887 г.

Кирхгейм

— деревня близ Кобленца, по дороге из Альтенкирхена в Зигбург. 19 июня 1796 г. около нее происходил упорный бой между австрийцами, предводимыми генералом Краем, и французами, под начальством Клебера. Последний, потеряв до 2 тыс. человек и зная, что неприятель ожидает подкреплений, прекратил бой.

Кирхгольм

(Kirchholm, по-латышски Salaspils, древнерусское Салачи) — селение Лифляндской губернии, Рижского уезда, в 15 верстах от Риги, на реке Западной Двине. Здесь и в Икскуле, в 1186 г., первый из христианских проповедников, монах Мейнгард, построил, с разрешения полоцкого князя, первые укрепленные замки. В 1577 г. замок К. был уже разрушен. Близ К. поле битвы, где в 1605 г. Карл IX (шведский) наголову был разбит Ходкевичем; его и теперь легко отличить по валам, его окружающим.

У К. встречается самый чистый, лучший из всех сортов волокнистый гипс. Близ развалин замка К. находятся обнажения пластов красноватого известняка (зубы рыб, раковины, Spinfer Verneuilli и Enomphalus); под ним серый известняк, без окаменелостей.

К. Вр.

Кирхгоф, Альбрехт

(Kirchoff) — немецкий библиограф и книгопродавец, брат филолога; род. в 1827 г., умер в 1902 г.; в 1856 г., вместе с Георгом Вигандом, основал в Лейпциге антикварную фирму, которая к концу 1893 г. издала 923 каталога. Главные труды К.: "Beitr äge zur Geschichte des deut schen Buchhandels" (Лейпциг, 1851—53); "Die Handschriftenh ä ndler des Mittelalters" (Лейпциг, 1853; дополнение, Галле, 1855); "Geschichte der reformierten Gemeinde in Leipzig" (Лейпциг, 1874); "Die Entwickelung des Buchhandels in Leipzig bis in das zweite J ahrzehnt nach der Einführung der Reformation" (1885).

Кирхгоф, Альфред

(Kirchhoff) — немецкий естествоиспытатель и географ; род. в 1838 г., умер в 1904 г.; с 1873 г. профессор землеведения в университете в Галле, где с 1876 г. состоит и председателем общества землеведения. К. напечатал: "Schulbotanik" (1865); "Die Idee der Pflanzenmetamorphose bei Wolff und Goethe" (Берлин, 1867); "Erfurt im XIII Jahrh." (Берлин, 1870); "Beitr äge zur Bevö lkerungsstatistik von Erfurt" (Эрфурт, 1871); "Schulgeographie" (13 изд., 1893); "Thü ringen doch Hermunderenland" (Лейпциг, 1882); "Rassenbilder" (табл. с текстом, 1883—84); "Volap ü k. Hilfsbuch zum schnellen und leichten Erlernen dieser Weltsprache" (1—3 изд., 1887); введение ("Europa im Allgemeinen") ко 2-й части ("L änderkunde von Europa") предпринятого им издания обширного учебника землеведения, под заглавием: "Unser Wissen von der Erde" (1885—93) и др. Кроме того, К., по поручению центральной комиссии для изучения германских земель, издал "Forschungen zur deutschen Landes- und Vo l kskunde" и "Anleitung zur deutschen Landes- und Volksforschung" (Штутгарт, 1889).

Кирхгоф, Густав Роберт

(Gustav-Robert Kirchhoff) — один из великих физиков нынешнего столетия; родился 12 марта 1824 г. в Кенигсберге; с 1842 по 1846 г. изучал математику и физику в кенигсбергском университете, а в 1847 г. уже выступил в качестве приват-доцента в Берлине; в 1850—1854 гг., в качестве экстраординарного профессора, читал лекции в Бреславле, затем до 1874 г. исполнял должность ординарного профессора в Гейдельберге, откуда в 1875 г. перешел в Берлин; в 1875 г. избран членом берлинской академии, с 1862 г. состоял членом-корреспондентом спб. академии наук. Умер в Берлине 17 октября 1887 г.

К., будучи прекрасным знатоком математики, обладал в то же время редким умением плодотворно прилагать эти знания к труднейшим вопросам математической физики, в области которой преимущественно работал. Уже первые его работы о распространении электричества по пластинкам (1845—1847) послужили исходным пунктом для множества работ других ученых. Целый ряд последующих работ по электричеству посвящен был вопросам о распределении электричества на проводниках, о разряде конденсаторов, о течении электричества по подводным кабелям и т. д.; между ними особенно важна работа об индукции токов (1849), содержащая описание способа определения электрического сопротивления проводников в абсолютной мере, и два больших мемуара об индуктированном магнетизме (1853 и 1876). Одновременно К. обнародовал ряд замечательных работ по механике, относящихся главным образом к теории деформации, равновесия и движения упругих тел. Взгляды свои на основные принципы механики К. изложил в весьма известных лекциях по механике, содержащих и решение множества трудных вопросов теорий упругости и течения жидкости; в этом сочинении К. старался отрешиться от необходимости введения в основу механики понятий о массе и силе в причинной связи с движением. Наибольшую известностью пользуются работы К. над радиацией (излучением); ряд опытных (совместно со знаменитым химиком Бунзеном) и теоретических работ над этим вопросом (1858—1860) привели к блестящему открытию обращения линий спектра, к объяснению Фрауенгоферовых линий и к созданию целого метода, чрезвычайно важного по своим приложениям в физике, химии и астрономии, — спектрального анализа (см.). Затем следовал целый ряд работ по термодинамике паров и растворов и по оптике. Последние исследования К. касались изменений формы тел под влиянием магнитных и электрических сил (1884—1885).

Работы К. напечатаны главным образом в "Poggendorf's Annalen d. Physik ", в "Crelle's Jonrn. f ü r Math." и последние в отчетах берлинской академии; большинство из них собрано в его "Gesammelte Abhandlungen" (Лейпциг, 1882). Кроме этого, им издано несколько томов его "Vorlesungen über Mathematische Phys ik" (Лейпциг, 1876 и сл.) и знаменитое исследование над спектрами: "Untersuchungen ü ber das Sonnenspectrum und die Spectra der chemischen Elemente" (Берлин, 1861; 3 изд., 1876), переведенное и на английский язык.

А. Гершун.

Кирхгоф, Иоганн Вильгельм Адольф

(Kirchhoff) — известный немецкий филолог; род. в 1826 г.; профессор университета в Берлине. Написал: "Die Homerische Odyssee und ihre Enstehung" (1859), "Composition der Odyssee" (1869), "Studien zur Geschichte des griechischer Alphabets" (1887), "Ueber die Entstehungszeit des Herodotischen Geschichtswerkes" (Берлин, 1878), и др.; издал Еврипида (1855), Эсхила (1880), Платона (1856), "Die Umbrischen Sprachdenkmale" (Берлин, 1848—1851), вместе с Ауфрехтом — "Das gothische Runenalphabet" (Б., 1852), "Das Stadtrecht von Bantia" (Б., 1853), "Die fr ä nk. Runen" (в "Zeitschrift f ü r deutsches Alterthum", 1855). Он принимал участие в издании греческих надписей берлинской академией наук, особенно в IV т. "Corpus inscriptionum graecarum", и в 1873 г. издал I т. "Corpus inscriptionum atticarum" (надписи до Евклида).

Кирхдрауф

(по-мадьярски Szepes-V á ralja [произносится Сепеш Варалья], нем. Kirchdrauf, чешско-словенск. Podhrad í) — город в Спишском комитате в Венгрии. Жителей (1890) 3129, немцев и словаков; католический учительский институт (препарандия); производство сукон и лент; разведение льна. Так называемый "Спишский замок"; городской собор в готическом стиле позднейшей эпохи, с интересной стенной живописью XIV в.

Кирхер

(Athanasius Kircher, 16 02—1680) — немецкий ученый, иезуит, занимавшийся физикой, естественными науками, лингвистикой, древностями, теологией, математикой. Он преподавал философию и восточные языки в Вюрцбурге; перешел во время тридцатилетней войны в Авиньон к иезуитам, потом в Рим, где преподавал математику. Один из ученейших людей своего времени, он написал много трактатов по самым разнообразным предметам, где рядом с точными сведениями сообщаются басни без малейшего критического к ним отношения. Трудно теперь понять, как легковерие и наивность в вопросах научных могли совмещаться с положительным умом. Из его сочинений по физике и математике назовем: "Ars magna lucis et umbrae" (1646), "Musurgia universalis" (о звуке и музыке, 1650), "Organum mathematicum". В Риме, в Collegio Ro m ano, до сих пор сохраняется составленная К. коллекция предметов естественной истории, древностей, физических и математических инструментов, описанная Буоннани (1709) и Латтара (1773), в книге "Museo Kircheriano". Из филологических и антикварских его печатных работ известны: "Prodromus copticus" (1636) и "Oedipus Aegyptiacus" (1652), "China monumentis illustrata" (1667) и др.

См. J. Brischar, "A. K." (Вюрцбург, 1878).

Ф. П.

Кирхманн

(Юлий v. Kirchmann, 1802—1884) — немецкий философ и публицист, служил в Пруссии по судебному ведомству; в 1848 г. избран в прусское национальное собрание, где примкнул к левому центру. В 1867 г., за речь, произнесенную им в собрании берлинского союза рабочих: "Ueber den Kommunismus der Natur" (3 изд., Гейдельберг, 1882), уволен от судебной службы без пенсии. В прусской палате депутатов (с 1861 г.) и германском рейхстаге (1871—76) принадлежал к партии прогрессистов. Наиболее замечательные труды К. по юридическим вопросам: "Das preuss. Civilprocessgesetz" (Берлин, 1847), "St rafgesetzbuch fü r den Norddeutschen Bund" (Эльберфельд, 1870) и "Die Wertlosigkeit der Jurisprudenz als Wissenschaft" (Б., 1848). Философские труды К.: "Philosophie des Wissens" (т. I, Б., 1864); "Ueber Unsterblichkeit" (Б., l865); "Aesthetik auf realistischer Grundlage" (Б., 1868); "Die Grundbegriffe des Rechts und der Moral" (Лейпциг, 1873); "Katechismus der Philosophie" (Лейпциг, 1877; 2 изд., 1881); "Die Lehre vom Wissen als Einleitung in das Studium der Philosophie" (4 изд., Гейдельберг, 1886). Издал сборник: "Philosophische Bibliothek" (Лейпциг, 1868—83), в котором помещены, с его комментариями, главные сочинениями древних и новых философов (Аристотель, Бэкон, Гроций, Юм, Лейбниц, Спиноза, Кант).

К. развивал реалистическую систему, которую противополагал как материализму, отрицающему знание и видящему в нем только обособление бытия, так и идеализму, отрицающему бытие и рассматривающему его только как обособление знания. Бытие и истинное знание по своему содержанию тожественны и только по форме, обнимающей это содержание, различны. Не мышление, а восприятие есть тот процесс в представлении, который переводит содержание сущего в знание. Мышление есть или только повторение, отделение и связывание воспринятого содержания, или процесс отношения. К. принимает два основных закона истины: 1) то, что воспринято, есть и 2) то, что воспринято, но противоречит (себе или другому истинному, познанному ранее), не существует. В душе есть также представления, которые не представляют образа сущего; это так называемые отношения — не, и, или, равно, число, все, целое и часть, причина и действие, субстанция и случайность и т. д. Этику и философию права К. обосновывает на авторитете. Единственные двигатели человеческой деятельности — чувства удовольствия и уважения, причем под последним К. разумеет то, что в общежитии называется "совестью". Первое указывает желательное, второе — должное. Чувство уважения может быть внушено только авторитетом (божество, государь, народ, отец) и влечет для человека только обязанности; права являются продуктом взаимодействия уважения и удовольствия. Первое освящает то, к чему стремится второе. Таким образом, праву дается только психологическое объяснение, значение же социальных факторов совершенно игнорируется.

В России последователем К. в области философии права был П. Л. Карасевич (см.), развивший свои воззрения в сочинении о Гербарте. О К. см. ст. Лассона и Мейнеке в "Philosophische Vortr ä ge" (Neue Folge, 9 Heft, Галле, 1885).

Кирхнер, Вильгельм

(Kirchner, род. в 1848 г.) — немецкий зоотехник, профессор, известный трудами по молочному хозяйству. Был ассистентом в сельскохозяйственном институте при университете в Галле, затем перешел заведующим опытной станцией по молочному хозяйству в Киле, потом был профессором почвоведения и молочного хозяйства в Галле и наконец (в 1890 г.) директором и профессором в сельскохозяйственном институте при лейпцигском университете. Автор сочинений: "Untersuchungen über den Pflanzenschleim" (1874), "Beitrag zur Kenntniss der Kuhmilch" (1877), "Bericht über die in ternationelle Molkerei-Ausstellung in Hamburg" (1878), "Rationelle Behandlung der Milch" (1881), "Handbuch der Milchwirthschaft" (3 изд., 1891) и "Ueber die gegenw ä rtigen Arien der Milchverwerthung etc." (1892) и др. С 1882 г. редактирует еженедельный журнал "Landwirthschaftliche Post".

В. С.

Кирхнер, Теодор

(Theodor Kirchner) — немецкий композитор; род. в 1824 г. Известен преимущественно как сочинитель Lieder, квартетов для струнных инструментов и пьес для фортепиано.

Кирхнер, Теодор (дополнение к статье)

(Kirchner) — немецкий композитор; умер в 1903 г.

Кирхнер, Фридрих

(Kir chner, род. в 1848 г.) — немецкий писатель по философии, представитель эмпирически-рационального реализма, стремящегося применить к философии выводы точных наук. Абсолют есть высшее благо, т. е. добро, правда, красота; деятельность есть его сущность, его бытие и его цель: он — живой Бог. Труды К.: "De deo omnipraesenti eodemque personali" (1873); "Ueber Freiheit des Willens" (Галле, 1874); "Leibnitz' Stellung zur katholischen Kirche" (Берлин, 1874); "Leibnitz' Psychologie" (Кетен, 1875); "G. W. Leibnitz, s e in Leben und Denken" (Кетен, 1876); "Der Mangel eines allgemeinen Moralprinzips in unsrer Zeit" (Берлин, 1877); "Die Hauptpunkte der Metaphysik" (Кетен, 1880); "Ueber das Grundprinzip des Weltprocesses und Menschenleben, mit besonderer Ber ücksichtigung Fro schammers" (Кетен, 1882); "Di ä tetik des Geistes" (2 изд., Берлин, 1886); "Katechismus der Geschichte der Philosophie" (Лейпциг, 2 изд., 1884) и подобные же краткие изложения ("катехизисы") этики (Лейпциг, 1881), логики (Лейпциг, 2 изд., 1890), психологии (Лейпциг, 1883) и педагогики (Лейпциг, 1890); "W ö rterbuch der philosophischen Grundbegriffe" (Гейдельберг, 1886); "Schematismus der Philosophie" (Галле, 1888); "Ueber den Zufall" (Галле, 1889). Кроме того, К. напечатал: "Gedichte" (2 изд., Кетен, 1877); "Helden des Glaubens" (Бремен, 1890 — стихотворение); "Synchronismus der deutschen Nationallitteratur" (Берлин, 1885).

Кирчин

— см. Хворост.

Кирша-Данилов

— см. Данилов, Кирша.

Киршвассер

— см. Фруктовые водки.

Киршнер

(Лола Kirschner) — немецкая романистка, известная под псевдонимом Ossip Sch ü bin. Род. в 1854 г. в Праге. К. много путешествовала; ее романы — "Ehre", "Gloria victis", "Unter uns", "Boris Lensky", "Finis Poloniae" и многие др. — рисуют жизнь различных стран и отличаются стремлением к реализму. С конца 1880-х гг. стали появляться, преимущественно в иллюстрированных журналах, русские переводы произведений К.

Кирьяков, Александр Федорович

(† в 1892 г.) — филолог, профессор семинарии, старший справщик московской синодальной типографии. Издал долго употреблявшуюся в духовно-учебных заведениях "Латинскую грамматику" (под буквами "А", "К", Москва, 1847) и, вместе с И. Н. Аничковым-Платоновым, "Chrestomathia latina" (M., 1861).

Предыдущая страница Следующая страница