Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "К" (часть 47, Кеу - Кие)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "К" (часть 47, Кеу - Кие)

Предыдущая страница Следующая страница

Кеурусселькэ

(Keurusselkä) — озеро в южной части Вазаской губернии, длиной около 30 км, глубиной от 2 до 7 саженей и представляющее поверхность в 159 кв. км; входит в состав системы реки Кумо (см.).

Кеф, Эль-Кеф

— укрепленный город в Тунисе, на высоте 755 м над уровнем океана, на пересечении караванных путей в Мешерду, господствует над окрестностями от Кайруана до Сук-Аррхаса. Местонахождение географического и археологического обществ. Около 5000 жителей (по другим — 12000). Культура олив. К. находится на месте древней Сикки Венерии и сохранил остатки римских строений.

Кефал

(Κέφαλος) — сын Деиона или Деионея, сына Эола, царя Фокиды. Из Фокиды К. переселился в Аттику и стал царствовать в Форике, одном из 12-ти древнейших государств Аттики, на юго-восточной оконечности ее. К северо-западу от Форика находился дем Кефале (Κέφαλή), имя которого, несомненно, имело связь с именем мифического царя К. Он был прекрасным юношей и страстным охотником. В него влюбилась богиня зари Эос и, похитив его, родила от него сына Фаэтона (см.). Рядом с этим мифом существовал другой, о любви между К. и Прокридой, впоследствии получивший литературную обработку. По этому мифу, К., желая испытать верность жены, Прокриды, удалился из страны, а через 8 лет возвратился переодетый и, не будучи узнан женой, соблазнил ее красотой и украшениями. По другому сказанию, Прокриду соблазнил золотой диадемой Птелеон, и она от стыда бежала в Крит, откуда возвратилась, получив в подарок от Миноса собаку, от которой нельзя было убежать, и чудесное меткое копье. Супруги примирились. К. охотился на Гиметте и часто восклицал: "облако, явись". Прокрида, мучимая ревностью, прячется в кустах, чтобы подсмотреть, кого призывает К., и он, приняв ее за лань, убивает копьем. Осужденный ареопагом на вечное изгнание, К. отправляется в Фивы и освобождает фиванцев, благодаря своей чудесной собаке, от страшной тевмесской лисицы. Он участвовал также в походе Амфитриона на тефиев или телебойев и получил во владение остров Пафос, который с тех пор стал называться Кефалленией. Род царей Итаки также производили от Кефала, причем дед Одиссея, отец Лаэрта, Аркизий, считался сыном К. от медведицы (άρκος). К. приписывалось и основание храма Аполлона на Левкатском мысе (против Кефаллении), откуда он сам бросился в море. Прекрасный охотник Кефал, которого похищает заря, — олицетворение звезд, гаснущих перед зарей; Прокрида, то исчезающая, то вновь являющаяся к мужу, — луна. На древнейших терракотах и вазах имеются изображения К., уносимого Эос, позднее — убегающего от ее преследований, а также изображения сцены убиения Прокриды.

Р. Лепер.

Кефалевые рыбы

(Mugilidae) — семейство рыб из группы колючеперых (Асаnthopterygii). Тело более или менее удлиненное, сжатое, покрыто циклоидной (см. Рыбы) чешуей, которая одевает и голову; боковых линий нет. Спинных плавников 2, из них передний из 4 колючих лучей; брюшные с шипом и 4 мягкими лучами сидят на брюшной стороне позади грудных. Ротовое отверстие узкое или умеренной величины, поперечное с толстыми губами; зубов нет или они очень слабо развиты. Жаберная щель широкая. Позвонков 24. Многочисленные виды этого семейства (в 1892 г. около 80) водятся в большом количестве в море у берегов на незначительной глубине, часто посещают солоноватые воды (например, устья рек) и соленые озера, связанные с морем. Некоторые встречаются и в пресной воде. Живут в тропических и умеренных странах. Пища их состоит из органических веществ, смешанных с песком или илом. Одетые мягкой кожей с тонкими роговыми щетинками надглоточные кости, кожистое возвышение между ними и придатки кожи, одевающей нижнеглоточные кости, образуют аппарат, пропускающий в пищевод лишь мелкие частицы и задерживающий более крупные песчинки и т. п., которые и выбрасываются обратно. Придатки, сидящие на жаберных дугах, пропускают воду, но задерживают пищу в полости рта. Желудок состоит из 2 отделов: передний с продольными складками слизистой оболочки, задний с толстыми мускулистыми стенками и напоминает мускульный желудок птиц; кишка очень длинна и извилиста. Большинство относящихся сюда рыб средней величины (фунтов до 4, некоторые до 10—12 и более). Все съедобны и некоторые очень ценятся.

Главный род, Mugil, отличается малым ртом, край которого посредине слегка складчатый, по большей части бугорчатой нижней губой и отсутствием настоящих зубов в челюстях. У нас в Черном море ловятся, под общим названием кефали, четыре вида этого рода: 1) Mugil Cephalus — кефаль, или лобан (в Крыму), или гава (в Бессарабии), отличающийся толстой головой, складкой кожи, прикрывающей глаз в виде века; цвет сверху свинцово-серый, бока светлые, с 6—7 продольными, более темными буроватыми линиями, брюхо матово-серебристое, жаберная крышка и бока головы с золотистым отливом, брюшные плавники белые, остальные серые; длина до 2 футов и более, вес до 12 и даже 14—17 фунтов; водится в Атлантическом океане на юг до Мадеры, в Немецком (откуда заходит в Балтийское до берегов Курляндии и Лифляндии), Средиземном, Черном и Азовском морях. Главную массу кефали составляют остальные, более мелкие, 3 вида. 2) M. chelo — сингиль (Крым), лобач (Бессарабия), с более тонкой головой, очень толстыми губами, с 3 рядами сосочков на верхней губе, без век; спина стально-синяя, бока серебристые с буро-золотистыми продольными линиями, грудные плавники желтоваты, брюшные красноваты; водится в Атлантическом океане до Канарских островов, в Средиземном и Черном морях. 3) M. a uratus — сарианак (Крым), тоже с более тонкой головой и без век, с более золотистым цветом; водится в Атлантическом океане от Великобритании до Канарских островов, в Средиземном и Черном морях. 4) M. saliens — ларич (Крым), более тонкий, с золотистыми пятнами по бокам головы и голубоватыми линиями на боках, водящийся в Средиземном, Черном и Азовском морях, заходящий, подобно названым выше, в соленые озера, а также в лиман Днестра.

Кефаль весьма ценится, приготовляется преимущественно в копченом виде. Очень ценится ее икра, которую солят и сушат целыми яичниками. Лов производится частью ставными сетями, которые располагают так, чтобы сеть выстилала дно и образовывала три стены (приподнятые над водой, так как кефаль легко перепрыгивает через сеть), четвертую сторону сети, обращенную в ту сторону, откуда ждут стаи кефали, поднимают, когда стая войдет в сеть. Другой способ лова: на поверхности моря в темную ночь расстилают длинную (саженей 50), узкую (1—1¼ аршина) рогожную циновку с загнутыми кверху краями; заметив темную полосу на воде, стая кефали старается перепрыгнуть через нее и падает на циновку. В Западной Европе главным предметом лова служит M. capito, длиной 40—50, редко 50 см, темно-голубо-серого цвета сверху, серебристого на брюхе и боках, с черными продольными линиями на боках. Водится в Средиземном море, Атлантическом океане, Немецком и иногда Балтийском море. Ловится преимущественно сетями (на удочку берется плохо); мясо и икра весьма ценятся.

Н. Книпович.

Кефалления

или Кефалония (лат. и итал. Cef[ph]alonia) — наиболее обширный, а по населенности — второй после Корфу, из Ионийских островов, против входа в Патрасский залив, отделен от соседнего острова Итаки узким проливом. 664, а по другим измерениям — 668,8 кв. км; 69736 жителей (1889). К главной гористой массе острова примыкает с запада низменный полуостров, образующий глубоко врезавшуюся бухту Аргостоли. На К. высочайшая вершина Ионийских островов (1620 м) — Элатовуни (в древности Энос). Почва не особенно плодородна, но трудолюбие населения превратило в плодоносные пашни и сады даже обрывистые склоны гор, до высоты в 650 м. Тем не менее хлебопашество не обеспечивает продовольствием жителей; скотоводство также незначительно. В обширных размерах разводится коринка (в 1892 г. — 8500 тонн), затем виноград, масличные деревья, южные фрукты, а на горах — среднеевропейские плоды. С греческого материка ввозится скот для убоя, хлеб и табак, а из др. государств — хлеб, колониальные товары и произведения фабричной промышленности, всего на сумму в 3,73 млн. франков (1892); вывозятся коринка (3,59 млн. франков), вино, оливковое масло, сыр, овечьи шкуры, фрукты и овощи. Остров часто страдает от землетрясений; 4 февраля 1867 г. землетрясением разрушены были города Аргостоли и Лексури и свыше 40 деревень. Главный город К. — Аргостоли (Argostoli), на восточном берегу бухты того же имени; 9085 жителей; превосходная гавань, значительная торговля. Близ города морская вода устремляется по канаве на остров и затем исчезает в расщелинах — явление, еще не разъясненное наукой; жители пользуются этим протоком для приведения в действие мельниц. Другой город на К. — Лексури (Lexuri, Lixurion), против Аргостоли, в той же бухте; 6740 жителей.

Древнейшими обитателями острова были тафии; впоследствии они подпали под власть Кефала, по имени которого и остров стал называться К.; во времена Гомера он принадлежал Одиссею. В исторические времена К. была тетраполем, т. е. состояла из четырех городов, не зависимых друг от друга: Семе, на востоке, Пале — на западе, Кране и Пронны. В 189 г. до Р. Х. К. подпала под власть римлян; с 395 г. после Р. Х. входила в состав Византийской империи. Со времени норманнской войны 1185 г. К., вместе с Итакой и Занте, принадлежала фамилии Орсини, а с 1357 г. — рыцарям Токко из Беневента. В 1479 г. завоевана была турками, в 1500 г. — венецианско-испанским флотом; с 1502 г. принадлежала Венеции. Остальное см. Ионийские острова.

Ср. Wiebel, "Die Insel Kephalonia u. die Meerm ü hlen von Argostoli" (Гамбург, 1873); Partsch, "Kephallenia und Ithaka" (в Petermann's "Mitteilungen", Ergä nzungsheft 98, Гота, 1890).

Кефей

(Κηφεύς) — 1) сын Алея, царя Тегеи и всей Аркадии; участвовал в походе аргонавтов; по его имени назван был город Кафии (Καφυαι) в Аркадии. — 2) сын Бала, муж Кассиопеи и отец Андромеды (см. Андромеда и Персей).

Кеферштейн

(Христиан Keferstein, 1784—1866) — заслуженный геогност; изучал в галльском университете право, в 1815 г. был юстиц-советником в Галле, но вскоре вышел в отставку и посвятил себя исключительно геодезии и геологии. К. издал: "Beitrage zur Geschichte und Kenntniss des Basaltes" (с Мейнеке, Галле, 1819), "Geognostische Bemerkungen über die basaltischen Gebilde des westlichen Deutschland" (1820), "Tabellen über die vergleichende Geognosie" (1825), "Deutschland, geognostisch -geologisch dargestellt" (7 т., 1821—1831), "Naturgeschichte des Erdk ö rpers" (2 т., 1834), "Geschichte und Literatur der Geognosie" (1840), "Mineralogia polyglotta" (1849).

Кеферштейн Вильг.-Мор.

(Wilh.-Моr. Keferstein, 1833—1870) — немецкий зоолог, учился медицине в Геттингене и Берлине, 1857 г. ассистент, 1860 г. экстраордин., в 1868 г. ордин. проф. зоологии в Геттингене. Научные исследования К. касаются преимущественно анатомии и эмбриологии низших морских животных и моллюсков. Своей обработкой цефалопод в известном труде "Bronn's Klassen und Ordnungen des Thierreichs" К. обогатил науку весьма ценной монографией этого класса моллюсков. Кроме этого он напечатал между прочим: "Beitr äge zur Kenntniss der Geschlechtsverhä ltnisse von Helix pomatia" (вместе с Элерсом, 1859).

H. Н. А.

Кефиль

— деревня около Меджед-Али (см.).

Кефир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кефис

(Κηφισός) — весьма распространенное в древней Греции название рек, из которых особенно известны: 1) река в Фокиде и Беотии, берет начало на северном склоне Парнаса, протекает по плодородной долине, составляющей северную часть Фокиды, затем в области беотийских городов Херонеи и Оропа, и впадает в Копаидское озеро, называвшееся также Кефисидой; 2) самая большая речка Аттики, проходящая по всей богатой Афинской долине. В настоящее время ее глубокое русло в нижнем течении почти всегда сухо; только во время сильного дождя ее воды достигают моря у Фалера.

Как речной бог, К. считался сыном Океана и Тефии (Τηθύς).

Р. Л.

Кефисодот

— 1) древнегреческий ваятель аттической школы, живший в 440—370 гг. до Р. Х. Он был афинянин и, как полагают, отец знаменитого Праксителя. Производил из бронзы и мрамора исключительно статуи богов и богинь и, быть может, первый создал пластические олицетворения девяти муз. В мюнхенской глиптотеке находится мраморные копии его Ейрины (богини мира) с малюткой-Плутом (богом богатства) на руках, считавшаяся прежде изображением Левкофои и дитяти-Вакха. В этой статуе величественность Фидиевского стиля соединена с глубиной чувства.

2) Другой К., сын Праксителя, известен в истории искусства как значительный скульптор, работавший из мрамора и бронзы.

А. С—в.

3) Кефисодот (Κηφισόδοτος) — афинянин; был назначен в 359 г. до Р. Х. начальником афинского флота в войне с Котисом, царем фракийским, из-за Херсонеса, но действовал безуспешно и заключил невыгодный для афинян договор с Харидемом, начальником наемного войска, действовавшего заодно с фракийцами. Афиняне не признали договора, отозвали К. и подвергли суду, который присудил его к штрафу в 5 талантов.

Р. Л.

Кеффи-абд-эс-Сенга

в Сокото — см. Сариа.

Кеффиэ

— служащие головным одеянием бумажные или шелковые, с темными полосками на светлом фоне платки, принадлежащие к одежде бедуинов и лучше всего изготовляемые в Багдаде.

Кех-кая

(Кюэх-кая у якутов, у орочонов Быки) — горная цепь Амурской области, на левом берегу Зеи, тянется с северо-запада на юго-восток. Высокая цепь по мере удаления от Зеи переходит в низменность. Между устьями Монгли и Илачумра Кех-кая, на протяжении 100 верст, близко проходит около берегов Зеи, стесняя ее течение.

Кехли

(Hermann-Aug.-Theod. Kö chly) — немецкий филолог (1815—1876). В 1849 г. К. должен был оставить родину по политическим причинам и был профессором классической литературы в Цюрихе и Гейдельберге. Вернувшись в Саксонию, К. избран был в 1871 г. депутатом и примкнул к прогрессивной партии. К. редактировал несколько ученых изданий классических авторов (Гесиода, Нонна и др.), написал несколько диссертаций: "De Iliadis carminibus", "De Odys s eae carminibus" и т. д., издал сборник: "Griechische Kriegsschriftsteller", с немецким переводом (1853—55), "Einleitung in C äsars Kommentarien ü ber den Gallischen Krieg" (1857), биографию своего учителя Г. Германна и др.

Кецегур

— хребет, отделяющий Екатеринодарский отдел Кубанской области от Черноморского округа. Почти весь он покрыт лесом, некоторые вершины его поднимаются до 2½ тысяч футов. С северного склона этого хребта вытекает многими истоками средних размеров речка Абин.

Кечал-даг

— 1) вершина Новобаязетского уезда Эриванской губернии, высотой 10985 футов над уровнем моря; 2) вершина Зангезурского уезда Елисаветпольской губернии, высотой 10653 фута над уровнем моря.

Кечкемет

(мадьяр. Kecskem é t, чешско-слов. Kečkemet, нем. Ketschkemet, лат. [греч.] Egopolis) — город в Пештском комитате, в Венгрии; жителей (1890) 48493, преимущественно католики-мадьяры. Монастырь францисканского ордена. Население занимается земледелием, разведением винограда и плодов (замечательные яблоки), производством мыла и кожевенным; главное занятие — скотоводство: овцы, крупный рогатый скот, лошади и свиньи; 5 ярмарок общих и 1 ярмарка специально для скота.

Ир. П.

Кечкеметская степь

(мадьяр. Kecskem é t-puszta, нем. Ketschkemeter Haide) — песчаная равнина, занимающая огромное пространство (около 350 км в длину), между реками Дунаем и Тисой; прекрасные пастбища для скота, который и пасется здесь огромными стадами под надзором своих полукочевых пастухов, преимущественно мадьяр. Человеческое жилье — редкость в К. степи: только на известном расстоянии попадаются домики почтовых станций.

Ир. П.

Кечуа

(Quechua, Quichua) — индейское племя Южной Америки; во время завоевания страны испанцами — наиболее могущественное из перуанских племен. Культура К. стояла тогда на той же высоте, как и культура ацтеков в Мексике. Язык кечуа (грамматику его издал Nodal, Лондон, 1874), который был родным языком инков (см.), распадается на несколько диалектов и в настоящее время распространен в Перу (за исключением плоскогорья), в боливийской провинции Кочабамба, в некоторых частях Эквадора и Аргентины. На языке К. существует древнеперуанская драма "Ollanta", которую Markham перевел на английский язык (1 871 г.), а F. von Tschudi (Вена, 1870, с комментарием), Wickeinburg (Вена, 1874) и Ebrard (Штутгарт, 1877) — на немецкий язык.

Ср. von Tschudi, "Die Khetsuasprache" (Вена, 1853); его же, "Organismus der Khetsuasprache" (Лейпциг, 1884).

Кеш

(Kesch) — высочайшая вершина (3422 м) в северо-ретийских Альпах, в швейцарском кантоне Граубюнден, на водоразделе между Рейном и Дунаем, на север от Альбульского прохода. С юго-запада и востока обрывиста, на севере отложе, с фирновым полем. С вершины один из обширнейших видов на Энгадинские Альпы.

Кешег

(Kösze g, нем. Guns) — город в венгерском комитате Вас. 7076 жителей, преимущественно католиков; около половины — немцы. Замок князей Эстергази; два монастыря; производство сукон, виноделие и садоводство. В 1532 г. султан Солиман II осадил город, но после 19 штурмов, успешно отраженных комендантом Юристишем, должен был снять осаду.

Кешкуле

— сосуд из полого кокосового ореха, который дервиши носят при себе для хранения выпрошенных съестных припасов.

Кешмарк

или Кеж(ш)марек (мадьяр. K ésmà rk, чешско-слов. Kež má rek, нем. K ä smarkt)-город в Спишском (иначе Ципском) комитате в Венгрии, на правом берегу реки Попрада, на высоте 626 м, у подошвы Карпат. Жителей — 7254 (1890), преимущественно католиков. Католическая церковь в готическом стиле, огромный крест которой причисляется к замечательным памятникам древности; Текелиевские укрепления; ткацкая школа; производство сукна, холста и торговля ими.

Кеяниды

или Каяниды — см. Персия (история).

Ки-Вест

(Key-West) — портовый город в североамериканском штате Флорида, на коралловом острове Томсон, в Мексиканском заливе, среди Гольфштрема; очень теплый климат; вход в прекрасную и обширную гавань защищен фортом Тейлор. Соляные варницы, фабрики сигар, ловля губок. Жителей 18080.

Киaнидины

— см. Триазины.

Киaнфенин

или трифенилкианидин — см. Триазины.

Киcлые соли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киа-Хинг

— 1) город в китайской провинции Че-Кианг, см. Цзя-син; 2) см. Чжэ-цзян.

Киабрера

(Gabriel Chiabrera, 1552—1637) — итальянский поэт. Поклонник Пиндара и Анакреона, он старался привить итальянской лирике почерпнутые у греческих поэтов величие духа и грациозность исполнения. Его эпические поэмы: "La Gothiade ou les Guerres des Goths", "Amedeida", "Il Ruggiero" и др. представляют неудачные подражания Гомеру и Вергилию, но его "canzonette" составили ему известность изящного и тонкого лирика. Произведения К. изданы были в Венеции в 1718 и 1782 гг.

Киавес

(Дезидерато Chiaves) — итальянский политический деятель и писатель; род. в 1825 г.; принимал видное участие в общественной жизни Пьемонта и в итальянском парламенте; в 1865 г. был министром юстиции, позже одним из вице-президентов палаты депутатов. Большим успехом пользовались его небольшие пьесы ("Ricreazioni d'un filodrammatico", Турин, 1876), из которых "Lo zio P aolo" обошла все итальянские сцены. Кроме того, К. написал: "Il giudice del fatto" (Typин, 1843), "Il giudice mal giudicato" (Typин, 1879), "Il re" (Typин, 1881) и др.

Киавес Дезидерато (дополнение к статье)

(Chiaves) — итал. политич. деятель и писатель; ум. в 1895 г.

Киаксар

(Kyaxares), по древнеперсидски Твахшатра — могущественнейший из царей Мидии (см.), правил, по Геродоту, 40 лет, вероятно с 624 по 585—84 гг. до Р. Х. Во время похода его против ассирийцев, в Мидию ворвались скифы, грабившие, по Геродоту, целых 28 лет; лишь с трудом К. и мидянам удалось освободиться от них, вероломно пригласив большинство их на пир и перебив их, когда они напились. Скифы эти, как думают, были среднеазиатские саки; позже они, вместе с киммерийцами (см.), появляются на стороне мидян и помогают им в битвах. Около 608 г. К. соединился с Набополассаром вавилонским; союзники в 606 г. взяли Ниневию и покорили всю Ассирию. К. завладел Ассирией к востоку от Тигра и частью Месопотамии к западу от той же реки. Он покорил и Армению, и Каппадокию. В 590 г. он столкнулся с Алиаттом, царем Лидии. Началась война, закончившаяся наступившим во время битвы солнечным затмением 28 мая 585 года и заключенным, при посредстве Сиеннесиса киликийского и Навуходоносора вавилонского, договором; река Галис была назначена границей между Мидией и Лидией. По словам Геродота, К. первый разделил мидийское войско по родам оружия: на копьеносцев, стрелков и всадников. В "Киропедии" Ксенофонта встречается К., сын и наследник Астиага — плод фантазии автора.

Кианалкин

— см. Пиримидины.

Кианг-Лунг

— китайский император, † в 1799 г.; см. Цянь-лун.

Кианг-си

(провинция Китая) — см. Цзян-си.

Кианг-су

(провинция Китая) — см. Цзян-су.

Кианизирование

— см. Дерево.

Кианиконинн

— см. Пиримидины.

Кианит

или циaнит — см. Дистен.

Кианметин

— см. Ацетонитрил, а также Нитрилы и Пиримидины.

Кианол

— синоним анилина; это имя в переводе значит синее масло и было дано анилину, выделенному Рунге в 1833 г. из каменноугольной смолы, вследствие его способности окрашиваться в красивый сине-фиолетовый цвет при смешении его с раствором белильной извести.

А. П. Л. D.

Кианто

— см. Улео.

Киари

(Pierre Chiari) — аббат, итальянский поэт и романист (1700—1788), жил в Венеции; автор многочисленных комедий в стихах, делавших его серьезным соперником Гольдони и Гоцци, по живости и сценичности фабулы; но стиль его невыдержанный и подчас аффектированный. Из его романов, большей частью неудачных, лучше всего "Bella Pellegrina", написанная в подражание "Ecossaise" Вольтера. Драматические его произведения изданы в Венеции и Болонье (1759—1762 гг.).

Киарини

(Джузеппе Chiarini) — итальянский поэт и критик; род. в 1833 г.; был другом Кардуччи, вместе с которым дебютировал в 60-х годах. В работах философского и литературно-исторического характера К. обнаружил глубокое знание и понимание иностранных литератур, а в оригинальных стихотворных сборниках — значительное поэтическое дарование. Главные произведения К.: "Dialogo sulla filosofia leopardiana"; "Poesie" (1874); "So pra i critici italiani e la metrica delle odi Barbare"; "Ombre e figure".

Киаф

— см. Ваза.

Кибарты

— посад Волковысского уезда Сувалкской губернии, у самой границы с Пруссией, при железнодорожной станции Вержболово (см.); православная церковь, 126 жилых домов (40 каменных), училище начальное (с ремесленным отделением), евангелическое и еврейское. 2364 жителя, почти исключительно евреев, торгово-промышленная деятельность которых сосредоточивается около первоклассной вержболовской таможни.

Кибела

(Κυβέλη, лат. Cybele; Цибела, иногда и Кибеба, Κυβήβη) — первоначально фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии (особенно у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии). Спутниками богини, фригийское название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и идейские дактили (см.); ее любимцем является прекрасный юноша Аттис; кабиры (см.) также находятся в некотором отношении к ее культу. Через посредство греческих колоний в Малой Азии культ К. рано проник и в Грецию, где она была отожествлена с критской матерью Зевса, Реей (см.), и обыкновенно называлась "великой матерью богов". В Афинах ей был посвящен храм, с ее названием, работы Фидия или Агоракрита. В Фивах храм ей построил поэт Пиндар. В Риме, в 204 г. до Р. Х., согласно изречению "Сивиллиных книг", торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темноцветный камень (вероятно — метеорит), из ее храма в Пессинунте. С тех пор культ богини, под именем "великой матери" (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Самим римлянам сначала было запрещено принимать участие в обрядах культа К.; распространяться между ними он начал лишь во времена Империи. Особенно много народу привлекали искупительные жертвы К. — тавроболии и криоболии (посвящение в культ путем орошения бычачьей или бараньей кровью). Античное искусство представляло К. в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у нее тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окруженном львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве.

Ср. G ö hler, "De Matris Magnae apud Romanos cultu" (Мейсен, 1886).

Кибер

(August-Erich Kyber, 1794—1855) — врач, лифляндский уроженец, учился в медицинском университете; прослушав курс медицинских наук в Берлине и Геттингене, получил в Дерпте степень доктора медицины в 1820 г. за "Dissertatio inauguralis med. meletemata quaedam de inflammatione" (Дерпт, 1820), после чего был прикомандирован к экспедиции в полярные страны под командой барона Врангеля, из которой возвратился в 1824 г. С августа 1825 г. по сентябрь 1827 г. К. снова сопровождал Врангеля в его кругосветной поездке. Впоследствии служил в Петербурге, в Кронштадте, и с 1854 г. в Николаеве и был генерал-штаб-доктором черноморского флота, корреспондентом академии наук. К. напечатал статью о чукчах в "Сибирском Вестнике" (1824, ч. 2), ряд статей в "Medic. Zeitung Russlands", в "Ostsse-Prov. Blatt" (1823—1824) и участвовал в составлении описания полярного путешествия Врангеля (см.).

Киберон

(Quiberon) — узкий полуостров на южном побережье Бретани, вдающийся в Атлантический океан и приобретший особую известность со времени экспедиции 1795 г., предпринятой эмигрантами для поддержания роялистского восстания в северо-западной Франции. Набранные для этой экспедиции войска, в рядах которых находились и пленные республиканские солдаты, были разделены на 3 отряда, под общим начальством малоспособного графа Пюизе. Перевозка войск морем из Англии совершалась при помощи британского флота. 27 (16) июня высадился на К. первый отряд, предводимый графом Гервильи; 4 июля он занял форт Пантьевр, защищавший дорогу на полуостров, но вместо того чтобы воспользоваться этим успехом и значительными подкреплениями со стороны шуанов (см.), Гервильи занялся укреплением полуострова, который немедленно был блокирован республиканскими войсками Гоша (см.). Предпринятая 16 июля попытка выбить республиканцев с их позиций окончилась неудачей; сам Гервильи при этом был убит. Между тем высадился второй отряд роялистов, под начальством графа Сомбрёля; но он уже не мог поправить дела. В ночь на 19 июля Гош предпринял общую атаку, во время которой форт Пантьевр был взят; бой окончился совершенным поражением роялистов. Сомбрёль, употреблявший все усилия для прикрытия посадки беглецов на суда, заключил с республиканцами соглашение, которое, однако, не было признано национальным конвентом: Сомбрёль и захваченные с ним епископ дольский, 50 священников и 711 солдат были расстреляны. Спаслось около 2 тыс. эмигрантов и шуанов. Третий отряд роялистов уже не попал на К.

Ср. "Relation de M. d'Autrechaus, échappé au massacre de Quiberon" (П., 1825); Lecharron, "Expedition de Quiberon" (П., 1826); Chasles de la Touche, "Relation du d é sastre de Quiberon" (П., 1838).

Кибинцы

— село Полтавской губернии, Миргородского уезда, при речке Харпачке. Дворов 330, жителей 3003. Церковно-приходское училище, 2 лавки, 3 маслобойни, кирпичный завод, 39 ветряных мельниц. Винокуренный завод (производящий на 80000 руб. спирта).

Кибиревская гора

— Нерчинского округа Забайкальской области, в Борщовочном кряже. Замечательна месторождениями цветных камней; просечена с вершины до основания разрезом с подземными работами на протяжении 350 футов. В разрезе К. горы добыто множество аквамаринов, черных шерлов, раухтопазов, желтых и бесцветных тяжеловесов.

Кибитка

(араб. koubbet — палатка) — 1) переносное жилье кочевников; остов его состоит из жердей, покрышка — из войлоков, бересты или шкур; называется также юртой, особенно в Сибири; на севере — вежа и чум. См. Калмыки и Киргизы. Азиаты зовут свою К. эй (дом); маленькая дорожная кибитчонка называется юлама, юламейка. К. служит единицей обложения (см. Кибиточная подать). — 2) Гнутый верх повозки, крыша на дугах, а затем и вся телега или сани с верхом, крытая повозка.

Кибиточная подать

— взимается с кочевого населения степных областей и среднеазиатских владений и с калмыков Астраханской и Ставропольской губерний, и притом двоякая: 1) государственная подать — в доход государственного казначейства и 2) земский К. сбор — на удовлетворение местных общественных потребностей. Единицей обложения является кибитка (см.) и всякое заменяющее ее помещение для жилья: юрта, дом, сакля, землянка. Распределение сумм К. сбора по волостям (а у калмыков — как по улусам, так и по аймакам) производится губернской или областной правительственной властью, раскладка же подати между аулами, а затем между отдельными кибитковладельцами — соответствующими сходами. Перепись кибиткам обыкновенно производится каждые три года. Впервые К. подать наложена была в 1824 г. на оренбургских киргизов, в размере 172 руб. с кибитки, а в 1868 г. введена была взамен ясака и для киргизов Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областей, причем размер государственной К. подати определен 3 руб. в год с кибитки, а в 1887 г. увеличен до 4 руб. Размер земского К. сбора при издании положения об управлении степных областей 25 марта 1891 г. (не введенного еще в действие) установлен в 1 руб. 50 коп. В Закаспийской области все кочующее население, с 1892 г., вносит в государственную казну по 4 руб. в год с кибитки, а земский К. сбор составляет для большинства населения 2 руб. Для кочевого населения Туркестанского края размер государственной К. подати положением 12 июня 1886 г. определен в 4 руб. в год, а размер земского К. сбора определяется ежегодно, одновременно с утверждением земской сметы. Калмыки Астраханской и Ставропольской губерний привлечены к отбыванию в пользу казны К. сбора, в сумме 6 руб., лишь с 1892 г. В 1893 г. в оклад казны, вместе с недоимками, поступило 3149088 руб.

А. Я.

Кибла

правильнее "кыбла" (от арабского глагола "кабаля" — принимать, встречать) — означает "встречное направление", а отсюда — "место, к которому мусульмане обращаются лицом во время молитвы". Мохаммед сперва не установил никакой К.; потом, желая привлечь на свою сторону евреев, он назначил К. Иерусалим, а когда разошелся с евреями окончательно — Мекку. Аллегорически употребляется слово "К." в смысле "вожделенная цель, стремление, идеал".

А. Е. К.

Киблич

(Кублич) — местечко Подольской губернии, Гайсинского уезда, при речке Кибличе. Принадлежало прежде князьям Чарторыйским. Дворов 316, жителей 2697; школа, 2 еврейских молитвенных дома, аптека. Базары через неделю.

Кибург, в Швейцарии

(Kyburg, Kiburg) — 1) небольшое село (367 жителей) в швейцарском кантоне Цюрихе; замок в К. служил местопребыванием графов К., в XII в. могущественнейших владетелей в Швейцарии (вымерли в 1264 г.). В замке капелла IX в., фрески XIII и XIV вв., прекрасная живопись на стекле. Ср. Pfau, "Die Kiburg" (Винтертур, 1866). — 2) Железистый источник в швейцарском кантоне Золотурн, в 7½ км от Золотурна, на высоте 475 м; купанья.

Кибург, граф Конрад

— тевтонский рыцарь, начальник орденских госпиталей, в 1397 г. отправлен был послом ордена к великому князю литовскому Витовту, по-видимому — с целью воспрепятствовать соединению Литвы с Польшей и привлечь Витовта к союзу с орденом. К. оставил дневник своего путешествия и пребывания в Вильно, содержащий в себе любопытные сведения для характеристики быта того времени, равно как для этнографии литовцев и русских. Дневник этот известен нам не в оригинале, а в польском переводе, изд. Нарбутом в его "Pomniejsze pisma historyczne, szczeg ólnie do historyi Litwy odnosz ą ce si ę" (Вильно, 1856), с которого сделан и русский перевод, в книге М. Смирнова: "Ягелло-Яков-Владислав" (Одесса, 1868).

Кивач

— величественный водопад на реке Суне, Олонецкой губернии, Петрозаводского уезда, в 65 верстах к северо-северо-западу от города Петрозаводска. Река Суна, сжатая в диоритовых скалах, падает здесь почти отвесно с высоты 5 саженей, с оглушительным шумом, отбрасывая высокий столб водяной пыли. К., скрытый в глуши олонецких лесов, приобрел первоначально известность благодаря Г. Р. Державину, воспевшему его в оде "Водопад". На той же реке близ К. есть еще 2 водопада: Гирвас (5,7 саженей) и Пор-порог (7,9 саженей) [Эти числа (точнее — 4,93—5,65—7,86) определены в 1894 г. нивелировкой студентами петербургского университета, под руководством профессора А. М. Жданова.].

А. П. В.

Кивер

(Czako) — весьма распространенный военный головной убор, существовавший в русской армии с 1803 по 1846 г.

Киви-киви

— см. Бескрыл.

Кивира

(Cib yra) — в древности малоазиатский город. Во времена диадохов К. процветала и, судя по недавно открытым обширным и великолепным ее развалинам (у нынешнего Хорзума), сохранила значение свое до времен Римской империи.

Кивиш

(Франц, 1814—1852) — основатель современной гинекологии. Учился в Праге, где в 1837 г. признан доктором медицины. С 1838 г. ассистент акушерской клиники, потом доцент по гинекологии и заведующий отделением клиники женских болезней. Уже в это время он прославился как выдающийся учитель, привлекая много местных и иностранных врачей. С 1845 г. ординарный профессор в Вюрцбурге, в 1850 перешел профессором в Прагу, отказавшись от сделанного ему великой княгиней Еленой Павловной предложения переехать в СПб. Значение К. в гинекологии — исключительное: он первый поставил ее на реальную почву наблюдений и фактов, подтвержденных патологоанатомическими данными. Его неоконченное "Руководство по акушерству" составило эпоху в медицине, что особенно заметно при сопоставлении его с другими, одновременно появившимися руководствами по тому же предмету. Последние все еще отражали уровень науки в XVIII столетии, между тем как сочинение К. до настоящего времени является основой современной науки. Еще существеннее были его заслуги в области женских болезней; его неоконченное "Руководство по патологии и терапии женских болезней" (вышло в переводе на русский язык в 1858 г.), третья часть которого обработана профессором Сканцони, долго было единственным в своем роде произведением в немецкой литературе. Кроме указанных, К. обнародовал еще целый ряд выдающихся исследований.

Г. М. Г.

Кивиярви

(Kivijä rvi) — озеро в северо-восточной части Вазаской губернии, длиной около 53 км, шириной около 10 км, глубиной 6—8 саженей, входящее в состав системы озера Кейтеле, а вместе с ним в состав системы реки Кюммене (см.).

Киворий

(Κιβώριον, Ciborium) — первоначально так называлась скорлупа египетских бобов (Colocasia), которая у древних египтян служила сосудом для питья; затем у греков и римлян название это дано было металлическому сосуду для питья, имевшему ту же форму, а у христиан — висячей металлической дарохранительнице (см.), спускавшейся с сени алтаря и, наконец, самой сени над алтарем. К., как сосуд, сначала имел у христиан чашевидную форму; впоследствии он нередко получал вид голубя (peristerium). В готических церквах преобладает форма чаши, но в большом распространении была и форма изукрашенной башенки (ср. Иерусалимы), а также круглого ящичка. Верхушкой К. всегда служил крест или распятие. К., как сень над алтарем (см. таблица при ст. Алтари, т. I, фиг. 18), поддерживался четырьмя или более колоннами. В Россию термин К., в обоих его значениях, перешел из Византии.

Кивот

(греч. Κιβωτός) — собственно деревянный ящик, поставец. У нас это слово употребляется для означения: 1) ящика, в который ставятся иконы, или рамы со стеклом для образа, 2) ковчега завета (см.), который назывался "К. завета", "К. сидения" (Исход, XXV, 10).

Кивсяк

— см. Многоножки.

Кившенко

(Алексей Данилович) — живописец бытовых, охотничьих и батальных сцен. Поступил в Императорскую академию художеств в 1867 г. В бытность свою в ней заслужил несколько серебряных медалей, в 1876 г. получил золотую медаль за картину "Самсон и Далила", а в следующем за тем году окончил курс с большой золотой медалью (за "Брак в Кане Галилейской"). Но так как эта картина была не вполне окончена, то художнику было предложено, для приобретения права на поездку в чужие края за казенный счет, написать другую картину, на тему по его собственному выбору. Вследствие этого в 1879 г. появился его "Военный совет в Филях" — самое удачное произведение К., если не с технической стороны исполнения, то в отношении замысла, композиции и экспрессивности (находится в музее академии художеств; повторение — в Третьяковской галерее, в Москве). Отправившись за границу в 1880 г., К. 4 года провел в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, и исполнил в это время ряд картин различного содержания, упрочивших его известность. Эти работы, в особенности же картина "Псарный двор" (в академии художеств), доставили ему, по его возвращении в СПб., звание академика (в 1884 г.). Летом 1884 г. он сделал поездку в Закавказский край с целью собрать материалы для заказанных ему императором Александром III картин, изображающих некоторые достопамятные эпизоды турецкой войны 1877—78 гг. В 1891 г. он сопровождал археологическую экспедицию Н. Кондакова в Палестину и Сирию, откуда вывез немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт этих стран. Многие из этих этюдов были потом изданы в политипажах. Кроме живописи масляными красками, К. прекрасно работает акварельной кистью и карандашом; его рисунки, изображающие преимущественно сцены деревенского быта и охотничьей жизни, в значительном числе появлялись в различных иллюстрированных изданиях. В 1 894 г. К. назначен, по новому временному уставу академии художеств, профессором-руководителем батальной мастерской ее высшего художественного училища. Главными произведениями К., сверх вышеупомянутых, надо признать: "Съезд на ярмарку, в Малороссии" (1882; принадлежит г-ну Лихтенштейну, в СПб.), "Охоту на зайца" и "Охоту на лисицу" (обе 1882 г.; собственность великого князя Владимира Александровича), "Штурм Ардагана" (1886 г.; в Зимнем дворце), "Штурм Горгохотанских высот, 1 января 1878 г." (1887, там же), " Поражение армии Мухтара-паши на Аладжинских высотах" (1888, там же), "Зевинский бой" (1889, там же); "Принимает волка живьем" (1889; в академии художеств) и "Сортировку перьев" (1891).

А. С-в.

Кившенко Алексей Данилович (дополнение к статье)

— живописец бытовых, охотничьих и баталических сцен; ум. в 1895 г.

Кигачская или Алгаринская соляная пристань

— на реке Кигач, в Астраханской губернии, Красноярском уезде, в 19 верстах от уездного города, служит для сплава соли, добываемой с Алгаринских и Кордуанских соляных озер; вблизи находится К. рыболовная ватага.

Кигн

(Владимир Людвигович) — род. в 1856 г. в немецко-польской семье, но сам православный. Окончил юридический факультет СПб. университета. Дебютировал в 1876 г. в "Неделе", усердным сотрудником которой состоит и в настоящее время. Кроме беллетристических произведений (за подписью А. Б. или В. Дедлов), он помещал здесь путевые очерки, вел некоторое время критический фельетон (за подписью 1) и фельетон общественной жизни. Рассказы и очерки К. появлялись еще в "Пчеле" 1877—78 гг., "Русском Богатстве", "Наблюдателе", "Вестнике Европы", "Деле", "Ниве". В 1880-х гг. К. совершил ряд экскурсий по русскому Западному краю, во Францию, Турцию, Италию и Египет. В 1890-х гг. он служил некоторое время в оренбургской переселенческой конторе. Путевые очерки К. собраны в книгах: "Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции" (СПб., 1888); "Франко-русские впечатления" (письма с парижской выставки 1889 г., СПб., 1890); "Зигзаги по русскому Востоку" (СПб., 1894). Как турист, К. отличается впечатлительностью, которая позволяла ему подмечать характерные и яркие явления, в то же время часто ведет к рискованным обобщениям и выводам. Рассказы К. собраны в книжке "Мы" (СПб., 1889). В наиболее крупном по объему произведении своем, "Сашенька" (СПб., 1892), К. сделал попытку изучить современное молодое поколение, отрицательно относящееся к своим отцам — людям 60-х гг.; но избранные автором представители этого поколения едва ли могут быть признаны типичными. Несомненным достоинством К. является его слог, живой и бойкий. Юмор его часто переходит в шарж.

Кид

(Томас Kyd) — один из драматургов, предшествовавших Шекспиру. Биография его почти неизвестна. Он родился около 1557 г., получил первоначальное образование в одной из лондонских классических школ, побывал в университете, откуда вынес знание языков латинского, французского и итальянского. Начав свою литературную деятельность переводами с итальянского и описаниями сенсационных происшествий, которые его брат, книгопродавец, издавал отдельными брошюрами, К. скоро перешел к театру. Первая из приписываемых ему пьес — трагедия "Солиман и Персида " — принадлежит к разряду кровавых трагедий, в духе Престонова "Камбиза", которые были под стать железным нервам тогдашней публики. За ней следовала "Первая часть Иеронимо" и продолжение ее, известное под именем "Испанской трагедии". Последняя имела громадный успех, отчасти благодаря тому, что в роли Иеронимо выступали лучшие актеры того времени: Ричард Борбедж и Эдвард Эллейн. Рассказывают, что одна лондонская дама, находясь на смертном одре, отклонила религиозные утешения и взамен этого просила, чтоб ее свезли в театр и дали ей возможность еще раз взглянуть на Иеронимо. Около 1600 г. "Испанская трагедия" была переведена на немецкий язык Якосом Айрером и сделалась одной из популярнейших пьес в репертуаре странствовавших по Германии английских комедиантов. В 1608 г. она была переведена и на голландский язык. Последним произведением К. был стихотворный перевод трагедии Гарнье "Корнелия", вышедший в 1594 г. Весьма вероятно, что К. был автором старинного дошекспировского "Гамлета", о котором в 1589 г. упоминает сатирик Томас Нэш, приписывая его одному английскому Сенеке, занимающемуся переводами с итальянского и французского, и при этом намекая даже на фамилию К. Как драматург, К. занимает середину между представителями кровавой трагедии и Марло, которому он подражал в "Испанской трагедии". Он не только усваивает себе художественную манеру Марло, но и введенный им белый стих, которым владел мастерски. Подобно Грину, К. умер в бедности, в 1595 г. Работая для театра, К. должен быть более или менее сойтись с кружком Грина и Марло. Есть известие, что он был близок с Марло, который, по-видимому, пытался передать ему свой религиозный скептицизм. В 1593 г., вскоре после смерти Марло, К. был обвинен в атеизме и по этому поводу написал длинное объяснение лорду-хранителю печати. Современники были высокого мнения о драматическом таланте К. Клерк и Мирес называют его одним из главнейших трагических поэтов Англии; Бен Джонсон, не особенно любивший К., тем не менее ставит его высоко сравнительно с современными ему поэтами, а Гейвуд прибавляет к его фамилии эпитет "славный" (famous Kyd).

Ср. Markscheffel, "Thomas Kyd's Trag ö dien" (Веймар 1885); Sarrazin, "Thomas Kyd und sein Kreis" (Б., 1892); "История всеобщей литературы" Корша и Кирпичникова (вып. XX).

Н. Стороженко.

Кидани

— Так назывался народ, живший в Х в. после Р. Х. по соседству с Китаем, на запад от Гао-ли (Кореи) до народа кумохов, на север от китайской провинции Ин-чжоу до народов шивэй и мохэ; главное их становище было у озера Ляо. В конце IX в. они стали усиливаться благодаря своему князю Амбаганю, по фамилии Елюй. Он соединил под своей властью все 8 колен К., подчинил себе несколько других народов, в905 г. вторгся в Китай, завоевал 9 больших городов и захватил богатую добычу. В 916 г. он объявил себя императором, а династия его получила название Ляо; она просуществовала до 1125 г. Государство это находилось под сильным влиянием Китая и было полукочевым, полуоседлым. Китайцы научили Амбаганя строить города; по образцу китайскому К. завели земледелие. У К. было свое письмо, составленное из китайских иероглифов. Амбаганю наследовал сын Тай-цзун, по имени О-ку-чжи (Дэ-гуан), царствовавший с 928 по 947 г. Он провозгласил китайского полководца Ши-цзин-тана императором Китая, получив от него за то все земли на север от прохода Я-мынь-гуань в Шань-си и округ Ю-чжоу, город которого, Пекин, стал столицей К.; кроме того, Ши-цзин-тан ежегодно посылал Тай-цзуну 30000 кусков шелковых тканей и называл его отцом, то есть признал себя киданьским подданным. Тай-цзун принял китайскую одежду и старался следовать китайским постановлениям. Преемники его продолжали делать набеги на ту часть Китая, где властвовал дом Сун. В 1003 г. кидани навели такой страх на сунского императора Лун-сюйя, что он обязался выплачивать дому Ляо 100000 лан серебра (около 200 тыс. руб.) и по 200000 кусков шелковых тканей. Договор этот соблюдался почти 100 лет, что дало возможность К. производить нападения на Корею. К., кроме того, покорили Тангут (1049—1053), восточный Туркестан; на севере их владения простирались до Алтая. Елюй-Хун-дзи (1055—1101) основывал школы и отдал повеление об издании китайских классических книг, вследствие чего К. окитаились еще больше и вместе с тем утратили прежний воинственный дух. В это время начали усиливаться чжурчжени в Маньчжурии и, под предводительством Агуды, стали во враждебные отношения к киданям. В 1101 г. вступил на престол Янь-си, посланцы которого за кречетами сильно притесняли чжурчженей. Это послужило предлогом к войне. В 1115 г. Агуда разбил киданей и объявил себя императором. К 1125 г. он овладел всеми столицами К. и захватил в Ордосе самого Янь-си. Так кончилось политическое существование К. в северном Китае. По имени этого народа и всю империю мы, русские, называем Китаем, а это свидетельствует, что мы узнали о Китае во время господства там К. У мусульманских писателей Китай, по той же причине, называется Хатай.

О киданях см. ст. В. П. Васильева: "История и древности восточной части Средней Азии" (в "Трудах восточного отдела Императорского археологического общества", ч. IV, СПб., 1857).

Во время последней борьбы с чжурчженями родственник киданьского императора, Елюй-Даши, удалился на запад, чтобы собрать свежие войска. В Бэй-тине он снарядил войско, но пошел не против чжурчженей, а направился дальше на запад, в земли турок, рассчитывая добыть там себе царство. Эти К. получили название каракиданей (у мусульманских писателей карахатайцы, у китайцев — западные ляо). Елюй-Даши прибыл в Кермань, где его провозгласили императором. Он принял китайский титул Хуан-ди и тюркский Гур-хан и основал резиденцию в Хусы-орду, откуда предпринимал походы в Фергану и Мавераннагр. Разбил караханидов (илеков), вместе с султаном сельджукским Санджаром, в 1141 г., и тем приобрел все земли до Аму-Дарьи, но оставил в Мавераннагре прежнюю династию, обложив ее данью. Умер в 1143 г. Преемники его продолжали увеличивать свои владения. Последний государь этой династии каракиданей, Чилуку, пал от руки найманьского вана (князя), а затем каракидани были завоеваны Чингисханом.

Н. В.

Кидарь

— у древних иудеев головное украшение первосвященника. К. изготовлялся в виде чалмы из виссона, т. е. тонкого белого полотна; с передней стороны к нему прикреплялась шнуром голубого цвета дощечка из чистого золота, с вырезанными на ней словами: "Святыня Господу".

Кидас

— помесь между соболем и куницей; по цвету шерсти К. походят на соболей, но имеют более длинный хвост и желтое горловое пятно.

Кидди-эрв

— деревня Лифляндской губернии, на реке Ая (или Айя), правом притоке реки Эмбах; известна замечательной пещерой, находящейся, в числе многих других, в обнажениях нижнего яруса девонской системы и называющейся у эстов "Taiwa Kodda" или небесными жилищами (Himmelsb äuser).

Кидиш

или Китеж-град — баснословный город, часто упоминаемый в народных русских преданиях, реже — в былинах. Его освобождает Илья Муромец от силы татарской. До сих пор в Нижегородской губернии, в 40 верстах от города Семенова, близ села Владимирского указывается место, где К. был построен. Город этот, по рассказам, особенно популярным в раскольничьей среде, скрылся под землей во время нашествия Батыя. На месте его теперь озеро, и только избранные иногда могут слышать колокольный звон в церквах исчезнувшего города.

Предание о городе К. см. у Печерского, "В лесах"; различные версии собраны П. В. Бессоновым ("Песни", собранные Киреевским, вып. IV, стр. CXVIII) и Орестом Миллером ("Илья Муромец", стр. 295).

Кидн

(Κύδνος), ныне Терсус-Чай — небольшая река в Киликии, берет начало на Тавре и протекает через город Тарс; известна холодом вод своих, едва не стоивших Александру Великому жизни.

Кидо Такайоши

(Kido Takayoshi, 1830—1877) — государственный деятель Японии, сын врача; в 1868 г. был одним из главарей революционной партии, после чего сделался одним из влиятельнейших советников нового властителя, микадо. К. участвовал в посольстве, снаряженном в 1872 г. в Европу и Америку. Друг прогресса, он предостерегал, однако, от слишком поспешных нововведений и склонял правительство к бережливости, в видах облегчения податных тягостей крестьянства. Основал газету, в интересах народного просвещения.

Кидония

— древний город на северном берегу Крита, после Гортины и Кносса важнейший на острове; на его месте нынешняя Канея (см.).

Кидрон

(вади Кидрон) — долина с дождевым потоком К., к северу и востоку от Иерусалима; соединяется к югу от города с западной долиной Гинномской и, в виде пустынного глубокого ущелья, спускается к Мертвому морю. В верхнем течении К. долина называется Иосафатовой (см.).

Киев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киев (дополнение к статье)

(см. соотв. статью). — По переписи 1897 г. в К. числилось 247723 жит. (135123 мжч. и 112600 жнщ.); к началу 1905 г. в К. — 333000 жит.

Киевец

— городок, который, по рассказу Нестора, построен был Кием на Дунае и в его время еще существовал. И. Липранди, в своем "Рассуждении о древних городах Кеве и Киевце" ("Сын Отечества", 1831 г., т. XXI), сближает К. с укрепленным городом Кеве (Kevee), о котором повествует венгерский летописец Аноним Нотариус и который находился близ Орсова, по-видимому, на том месте, где ныне сербский город Кладова (у болгар Гладова, у турок Фетислам). Тот же автор обращает внимание на то обстоятельство, что, по Нестору, Кий построил К. по пути на Дунай, следовательно, может быть, и не на самом Дунае, и указывает на селения Киово и Ковилово, расположенные верстах в 30 от устья Тимока.

Киевлянин

— литературная и политическая газета юго-западного края, выходит с 1 июля 1864 г., ежедневно, в Киеве. Основана В. Я. Шульгиным, который редактировал ее до своей смерти, в 1878 г. Основной задачей своего издания газета поставила борьбу с "польской интригой" в юго-западном крае и защиту принципов того, что принято обозначать термином "официальная народность". В общем, газета и ее редактор были чем-то вроде киевских "Московских Ведомостей" и киевского Каткова. Наряду с "польской интригой" газета энергически боролась с украинофильством, в котором усматривала "сепаратизм". Во многих частных вопросах, впрочем, редактор не забывал идеалы первой половины своей литературной деятельности. Так, например, обсуждая развитие в крае поземельного и промышленного кредита, К. едва ли не первый указал на важность мелкого сельского кредита, краткосрочного и поземельного; он настаивал также на необходимости широкого развития народной школы. Со смертью Шульгина редакция газеты перешла в руки его постоянного и близкого сотрудника, Д. И. Пихно. Газета, в общем, и при новой редакции сохранила свой прежний характер, с той только особенностью, что в ней большое внимание уделяется вопросам новой финансовой политики, к которой газета часто относится отрицательно.

См. "К. под ред. В. Я. Шульгина, 1864—1878" (Киев, 1880; здесь и систематический указатель к газете за 1664—1878 гг., составленный Ив. Новицким).

Киево-Воронежская железная дорога

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киево-Петропавловский монастырь

— В 1640 г. доминиканцы выстроили в Киеве на Подоле монастырь св. Николая, который был ограблен и разорен казаками в 1649 г. После присоединения Киева к России здание монастыря было отдано в распоряжение ректора братских школ, но монастырь лежал в развалинах, где завели даже кабак. В 1691 г. царской грамотой дозволено было митрополиту Варлааму Ясинскому возобновить монастырь, с переименованием его в Петропавловский и с припиской к митрополичьей Софийской кафедре. Бедственное положение монастыря улучшилось только благодаря пожертвованиям императрицы Елизаветы Петровны и запорожцев. В 1786 г. монастырь упразднен и здание его предназначено для низшего народного училища, но в 1787 г. сюда переведен греческий монастырь. С 1832 г. здесь помещается киевская духовная семинария.

Е. К.

Киево-Печерская лавра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киево-Пустынно-Николаевский монастырь

— В середине XI в. в Киеве существовал женский Николаевский монастырь, в котором постриглась мать Феодосия Печерского; где именно находился этот монастырь — неизвестно. О Пустынно-Николаевском монастыре на Аскольдовой могиле впервые упоминается в послесловии к Евангелию 1411 г. и в отказной 1427 г. С этого времени идет ряд актов на имущества, приобретаемые монастырем по королевским грамотам, завещаниям или путем покупки. К концу XVI в. монастырь владел уже обширными угодьями. Во время унии он сильно пострадал. В 1518 г. Лавра уступила монастырю в обмен урочище Долгую ниву, где в 1682 г. была уже слобода. В конце XVII в. сюда был перенесен монастырь. В 1690 г. гетман Мазепа построил здесь соборную церковь. На прежнем месте осталось монастырское кладбище, с приписанной к монастырю церковью св. Николая. В 1831 г. главная церковь обращена в военный собор, кельи — в казармы, а монастырь переведен в церковь св. Николая Малого или Слупского.

Е. К.

Киево-Слупский-Николаевский монастырь

— В конце XVII в. на поле против Пустынно-Николаевского монастыря стоял каменный столб (слуп) с образом св. Николая; название Слупа перешло и на построенную здесь около 1715 г. церковь. В 1831 г. сюда переведен штат Пустынно-Николаевского монастыря. С 1841 г. монастырь считается во 2 классе. Пребывание епископа уманского, викария киевской епархии.

E. К.

Киевская биржа

— торговый бюллетень, выходит с 1898 г. в Киеве еженедельно; изд.-ред. И. Пр. Бирюков.

Киевская Газета

— ежедневный литературно-политический и общественный орган, выходит с 1899 г.; редакторы Н. Н. Федоров, А. Ф. Френкель, С. Я. Богданов (1905); издатель, после смерти Н. Н. Федорова — С. Я. Богданов.

Киевская губерния

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киевская губерния (дополнение к статье)

(см. соотв. статью). По переписи 1897 г. жителей было 3559229 (1767288 мжч. и 1791941 жнщ.); по числу жителей К. губ. занимает первое место среди всех губерний России, по густоте населения — третье (после Московской и Подольской губ.). Русских — 3034961 (из них малороссиян — 2819145), евреев — 430489, поляков — 68791. Православных — 2983736, иудеев — 433728, католиков — 106733 (поляки, немцы) и др. Городское население состоит из 459253 душ обоего пола, в том числе в губ. г. Киеве около 248 тыс. Распределение населения по уездам см. "Россия".

Киевская справочная газета

— бесплатный промышленный и справочный орган, выходит с 1902 г. ежедневно; издатели-редакторы Н. Я. Шампаньер и М. Б. Кунин.

Киевская Старина

— исторический журнал, выходит с 1882 г., ежемесячно, в Киеве. Посвящен разработке местной истории, выяснению характеристических особенностей народного мировоззрения и веками выработавшихся бытовых отношений в Южной России. Состоит из трех отделов: I. Оригинальные статьи. II. Документы, известия и заметки и III. Критика и библиография. "К. Старина " дала целый ряд весьма ценных статей, исследований, мемуаров, дневников, заметок и известий по археологии, истории, литературе и этнографии. Сотрудники журнала: профессор В. Б. Антонович, профессор Д. И. Багалей. В. П. Горленко, П. В. Голубовский, А. Голомбиовский, профессор Н. П. Дашкевич, П. С. Ефименко, А. Я. Ефименко, П. И. Житецкий, И. П. Житецкий, профессор В. С. Иконников, В. А. Мякотин, профессор Н. Ф. Сумцов, М. К. Чалый и многие др. Журнал иллюстрируется портретами замечательных деятелей, снимками с монастырей, церквей, древнейших гравюр и т. п. Редакторы: Ф. Г. Лебединцев (1882—1887), А. С. Лашкевич (1888—1889), E. Кивлицкий (1889—1893), в настоящее время В. П. Науменко. В приложении к 1893 г. (№№ 3—7, 11—12) помещен библиографический указатель "К. Старины" за первое десятилетие, вышедший и отдельным изданием. См. также "Справочный указатель к К. Старине за 1882—87 гг." (в приложении к №№ 1—3, 1888 г.).

Киевские Губернские Ведомости

— выходят и редактируются при киевском губернском правлении с 1838 г., сначала еженедельно, а с 1865 г. — три раза в неделю.

Киевские Епархиальные Ведомости

— выходят с марта 1861 г., два раза в неделю, с 1879 г. — еженедельно, с 1882 г. — два раза в месяц, при К. духовной семинарии. Редактор: прот. Пав. Троцкий. Ср. "Указатель неофициального отдела за 1861—70 гг." (№ 24, 1870).

Киевские листки религиозно-нравственного чтения для народа

— еженедельное приложение к духовному журналу "Воскресное Чтение" (см.), под ред. прот. И. Гр. Богородицкого.

Предыдущая страница Следующая страница