Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "К" (часть 40, Кви - Кед)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "К" (часть 40, Кви - Кед)

Предыдущая страница Следующая страница

Квинсленд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Квинстаун

(Queenstown) — приморский порт в ирландском графстве Корк, на южн. стороне большого острова в гавани Корк, прежде носил название бухты Корка (Cove of Cork). Станционный дом для лоцманов и морских офицеров порта Корк. К. защищен батареями; близлежащие островки также укреплены, на них бараки, морские магазины. К. — место остановки пароходов, идущих из Соед. Шт. в Ливерпуль. Жителей 9123.

Квинт Илиций

(псевдоним) — см. Гишар.

Квинт Курций Руф

(Quintus Curtius Rufus) — римский историк, написавший "Историю Александра Вел." ("Historiae Аlexandri Magni Macedonis") в десяти книгах, из которых две первые, конец пятой и начало шестой потеряны, а в десятой есть пропуск. О времени жизни Курция существуют разные мнения; вероятнее всего, что он жил в первом в. по Р. Х. и написал свой труд в царствование имп. Клавдия (41-54). Он стремится в своем изложении не столько к исторической правде, сколько к блеску описаний и характеристик. Слог его, вообще сильный, а в речах изящный, напоминает Ливия, но носит на себе следы влияния Сенеки с его поэтически окрашенными и краткими предложениями. Источников у К. К. было два рода: мемуары Птолемея Лага и других сподвижников Александра, сочинениями которых благоразумно воспользовался Арриан, а с другой стороны — вымыслы Онесикрита и Каллисфена, нашедшие почитателя в авторе исторического романа Клитархе, из которого прямо или из вторых рук, через Тимагена, черпал Курций, имевший, очевидно, целью не поучать, а забавлять. Лучшие издания: M ü tzel (Б., 1841); Hedicke (Б., 1867); Vogel с комментариями (Лпц., 3 изд. 1885); Dosson (П., 3 изд. 1887). См. Dosson, "Etude sur Quinte-Curce, sa vie et son oeuvre" (Пар., 1887). Библиографические указания у Нагуевского в его "Основах библиографии по истории римской литературы" (§ 89) и "Библиографии по истории римской литературы в России" (№№ 517-526).

А. К. В.

Квинт Смирнский

(Κόιντος), называемый также Калабрийским (Calaber), так как одна из рукописей его произведения найдена в Калабрии в XV ст. — греческий поэт позднейшей эпохи, вер., IV в. по Р. Х., автор эпоса "Posthomerica" (Τά μεθ Όμήρου) в 14 книгах, содержащего в себе в виде продолжения "Илиады" историю Троянской войны от падения Гектора до возвращения греков. Не выдерживая сравнения с гомеровским эпосом, поэма К. для своего времени представляет явление выдающееся. Источниками его служили циклики, особенно "Эфиопида" Арктина, "Малая Илиада" Лесха и др. Лучшие издания — Lehrs'a (вместе с Гезиодом, П., 1840) и Kochly (Лпц., 1850 и 1853).

Квинт-фагот

— небольшой фагот (fagottino), который строится квинтою выше обыкновенного фагота.

Квинта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Квинталь

— то же, что центнер. Старинная франц. мера (Quintal) в 100 фн. = 48,9 кгр.; в Испании, Португалии, Центр. Америке и Венесуэле К. (46 кгр.) делится на 4 арробы по 25 фн., но имеет и другие подразделения, напр. в Португалии же и Бразилии, где вес его достигает 58,75 кгр. В Боливии, Чили и Мехико = 46 кгр.; на Мальте К. или кантаро = 79,4 кгр. В Англии и Сев.-Амер Соедин. Штатах К. = 100 ф. авуардюпуа = 45,36. В Испании и тех американских штатах, где введена метрическая система мер, есть метр. К., или центнер = 50 кгр., т. е. = 2 франц. метрич. центнера.

Ф. Л.

Квинтет

(Quintett — нем., quintetto — ит., quintuor — франц.) — музыкальное сочинение для пяти голосов или пяти инструментов. Форма и размеры те же, что в квартете (см.). В струнном К. пишут или две партии для альтов, или две партии для виолончелей. К. писали Моцарт, Шуберт, Онслов, Боккерини и пр.

Н. С.

Квинтиди

— пятый день декады во французском республиканском календаре.

Квинтилиан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Квинтилии

— имя древнего патрицианского рода (gens Quintilia), самая известная ветвь которого — Вары. Публий Квинтилий Вар (см.) погиб в 9 г. по Р. Х. в Тевтобургском лесу.

Квинтилл

(Quintillus; Марк Аврелий Клавдий Квинтилл) — командовал частью войск близ Аквилеи; после смерти брата, имп. Клавдия II, в 270 г. принял титул Августа, но легионы оставили его и перешли на сторону Аврелиана. Вскрыл себе жилы, процарствовав 17 дней.

Квинтин

(Quintinus) — основатель либертинской секты квинтинистов, портной из Геннегау, ок. 1530 г. вместе со своим земляком Покэ (Poquet) распространял, особенно во Франции, учение, что человек делает все лишь по внушению Св. Духа, что, следовательно, грех — воображаемое, ложное представление, а искупление — освобождение от этого миража. К. в 1530 г. был сожжен в Турнэ. Кальвин в 1545 г., в полемическом сочинении против либертинцев, сильно нападал на К.

Квинтол

— группа пяти нот, имеющая длительность группы четырех нот того же достоинства, напр. пять шестнадцатых, исполняемые в тот промежуток времени, который бы заняли четыре шестнадцатых. Над К. ставят цифру 5.

Н. С.

Квинтона

— см. Кинтана.

Квинтэссенция

(Quinta essentia или Quintum corpus, πεμπτόν σώμα, пятая сущность или пятое тело) — так у римских и у средневековых философов назывался эфир, который в пифагорейской школе был присоединен в качестве пятой стихии (или пятого простого тела) к четырем стихиям Эмпедокла. См. эфир. В разговорном яз. Квинтэссенция употребляется для обозначения самой тонкой и чистой сущности чего бы то ни было.

Квинциан

(Стоа Quintianus), собственно Жан-Франсуа Конти — новолатинский поэт (1484-1557), сопровождал Людовика ХII во время похода в Италию и после взятия Милана был увенчан королем как poeta laureatus, а сенатом миланским назначен профессором изящных искусств. Часть его многочисленных трудов по грамматике, риторике, истории и географии издал после его смерти его друг Планерий. Большая часть стихотворений К. напечатана в VIII и IX тт. "Carmina illustrium poetarum Italorum" и "Deliciae poetarum Italorum". Биографию К. написал Леонардо Коццандо (Брешия, 1694); ср. также "Меmorie, an e ddote, critiche spettanti alla vita et aglis critti di Quinzano" (там же, 1777).

Квипу

или квипус — способ отметки данных помощью узлов, бывший в употреблении у древних перуанцев, или, точнее, — самый объект, шнур с узлами, обозначавший вид и число предметов. Обыкновенно на одном длинном и более толстом шнуре (иногда он имел форму кольца) навязывались на известных расстояниях более короткие и тонкие шнурки, и на них завязывалось по одному или несколько узлов. Длина главного шнура могла достигать многих метров; поперечные шнурки редко имели более 60 см в длину. В одной могиле Чуди нашел К., имевший около 8 фн. весу. Шнуры часто были различного цвета и в этом виде употреблялись правительственными органами, которые пользовались ими как статистическими таблицами. Красный цвет служил для обозначения солдат, желтый — золота, белый — серебра, зеленый — хлеба и т. д. Простой узел равнялся 10, двойной — 100, тройной — 1000; два двойных и два простых — значило 220. Имело значение также расстояние узлов от главного шнура и последовательность вторичных шнурков. В отчетах по войску различные шнурки соответствовали различным родам оружия. Впрочем, К. требовали всегда некоторого комментария к ним. Подобный способ счета практикуется и теперь пастухами Перуанского нагорья. Акоста говорит, что посредством К. велись даже перуанские летописи, но все попытки разобрать найденные до сих пор К. оказались тщетными. Подобные системы К. были в употреблении в Мексике, в Гватемале, у арауканцев Чили и в других местностях Америки. У сев.-амер. индейцев место К. чаще занимал вампум (см.). У китайцев ранее изобретения письменных знаков также употреблялись К. — и, по преданию, не только для торговых расчетов, но и для изображения законов и правил морали. Были в ходу своего рода К. и в древней Японии, на о-ве Гайнане и в других местностях. Еще в нынешнем столетии было замечено употребление шнурков с узлами — у индейцев Калифорнии (для обозначения выручки от продажи разных предметов), у индейцев Гвианы (для счета времени), у остяков (для отметки долгов), у негров (нанятые Спиком носильщики отмечали узлами получаемое ими жалованье), на Гавайских о-вах (сборщики податей отмечали узлами поступление сборов). Место узлов заменяют иногда бусы, бобы, горошины и т. п. Четки буддистов и христиан, греческие, китайские и русские счеты, наш обычай завязывать на память узелок — все это образцы и пережитки той же мнемонической пиктографии, к области которой должны быть также отнесены бирки, палки вестников у австралийцев и т. п. См. Andree, "Merkzeichen u nd Knotenschrift", в его "Ethnogr. Parallelen und Vergleiche" (St., 1878) и Mallery, "Picture-Writing of the American Indians" (Ch. IX, Mnemonic, в Х "Annual Report of the Bureau of Ethnology", Baшинг., 1893).

Д. Анучин.

Квирила

— р. Кутаисской губ., один из немногих левых притоков р. Риона, берет начало в Сурамском хребте из оз. Цони на выс. 5560 фт. над ур. м. Пройдя с С.В. на Ю.З. около 120 в., К. у сел. Варцихе впадает в Рион. Бассейн этой извилистой и быстрой реки (К. в переводе с груз. — крикунья) изобилует залежами марганцовой руды. В древности К. была судоходна до креп. Шаропань. Древние считали К. главной рекой, а Рион ее притоком. По ущелью К. и ее притоку Дзируле проходит Закавказская жел. дор.

В. М.

Квирилы

— сел. при ст. Закавказской жел. дор. того же имени, близ слияния pp. Дзирулы и К., с населением до 700 душ (имеретины и другие народности). Административный центр Шаропанского уезда Кутаисской губ. и главный пункт, куда свозится марганцовая руда, добываемая в бассейне р. Квирилы, в окрестностях сел. Чиатури, до которого проведена ветвь Закавказской жел. дор.

Квирин

(Quirinus) — собственно сабинское прозвание бога Марса, как мечущего копья бога войны (от сабинского слова curis, копье), которого сабиняне считали отцом основателя древней столицы своей, Кур, подобно тому как римляне поклонялись Марсу, как отцу Ромула. Переселившись в Рим, сабиняне перенесли с собой из Кур культ и имя своего родового бога на Квиринальский холм. Впоследствии с К. стали отождествлять Ромула, сына Марса. К. было также прозвище бога Януса и императора Августа.

А. К. B.

Квириналии

(Quirinalia) — праздник в честь Квирина (см.) у древних римлян, 17-го февраля, справлявшийся всеми 30 куриями вместе. Предание говорит, что он был установлен царем Нумой. Особым жрецом (flamen Quirinalis) совершалось жертвоприношение и умащались благовониями копья Квирина.

Квириналис

или Квиринал (Quirinalis): — 1) выбиравшийся из патрициев жрец Квирина (flamen Quirinalis); 2) один из семи холмов, на котором построен Рим (mons Quirinalis или collis Quirini), в сев.-вост. части города; теперь Monte Cavallo, где стоит дворец. Сервий присоединил его к Риму, но еще раньше на нем поселился, по преданию, царь Таций с своими квиритами (сабинянами из города Кур), давшими будто бы холму его имя.

Квирини

Анжиоло Мария (Quirini) — кардинал (1680-1759), родом из Венеции, вступил в орден бенедиктинцев, был аббатом монастыря Монте-Кассино, позже епископом Брешии и архиепископом Корфу; жил большей частью в Риме, как библиотекарь и настоятель конгрегации de propaganda fide. Его произведения: "Primordia Corcyrae" (Брешия, 1725, 2 изд. 1738), "Specimen variae literaturae" (Бр., 1739), "Pauli II P. M. vita" (Рим, 1740). Есть много собраний его писем. В его обработке появились произведения Ефрема Сирина на греческом, сирийском и латинском языках (Рим, 1732-46), которые он позже перевел. Особенно важны для знакомства с его деятельностью им самим составленные "Commentarii der rebus pertinentibus ad A. М. Quirinum" (Бр., 1749, 1754, 1756).

Квириты

(Quirites) — официальный титул, с которым в Древнем Риме обращались к гражданам. Сами римляне производили это слово либо от сабинского города Cures, либо от сабинского названия копья — quiris (curis): титул этот, говорили они, относился первоначально лишь к членам сабинской трибы Taties или Tatienses. Новейшие ученые видят в Quirites, производном от слова curia, название граждан при исполнении ими политических обязанностей (позднейшее cives). Свод спорных мнений о происхождении и значении этого термина см. у Mommsen, "R ö misches Staatsrecht" (III, 5, п. 2); Willems, "Le s énat de la ré publique romaine" (I, 132, п. 6); Bouch é -Leclercq, "Manuel des institutions romaines" (4, п. 4). Когда при Ромуле сабиняне и римляне соединились в одну общину, то название сабинян — Quirites приобщилось к названию римлян — Romani, и единый народ римский стал отныне populus Romanus-Quirites или populus Romanus-Quiritium. И позже, однако, сохранилось имя Quirites в тесном смысле "граждан", тогда как слово Romani служило для политических и военных сношений. Для римского солдата коллективное обращение "Quirites" казалось поношением, как видно из действия слов Цезаря перед битвой с Ариовистом на римских легионеров. Старинное слово это, подобно вошедшему в официальный римский язык с VI ст. civis, понималось как обозначение мирной деятельности римлянина по преимуществу.

А. К. В.

Квирога

Антонио (1784-1841) — испанский генерал и политический деятель; участвовал в национальной войне против Наполеона; в 1815 г. пытался установить конституционное правление в Испании, за что был арестован; получив свободу, К. в 1819 г. принял участие в мятежных планах графа Абосбаля, коменданта г. Кадикса, и вторично подвергнут был заключению, из которого освобожден был в 18 2 0 г. Риего, провозгласившим конституцию 1812 г. Квирога избран был депутатом от Галиции в кортесы (1821), а затем наместником этой провинции. В 1822 г. участие в одной дуэли заставило К. выйти в отставку, но в следующем году, во время нашествия франц. армии, К. назначен был генералом дивизии, действовавшей в Корунье, и оставался на этом посту, пока не убедился в полной невозможности отстоять дело либералов, после чего удалился в Англию, а потом в Южн. Америку. Амнистия, изданная Изабеллой II в 1833 г., позволила К. вернуться в отечество.

В. П-ий

Квирос Педро-Фернандес

(de Quiros) — известный испанский моряк, род. в половине XVI в.; в 1596 г. привел обратно на родину эскадру Менданы, потерявшую начальника. В 1606 г. открыл о-ва Товарищества, затем архипелаг Королевы Шарлотты, или Санта-Крус, направился к Ю. и достиг Гебрид (о-ва св. Духа), которые провозгласил собственностью короны Испании. Убежденный в важности Новых Гебрид для Испании, К. отправился в Мадрид, чтобы ходатайствовать о посылке туда колонистов, но нашел полнейшее отсутствие интереса к смелым предприятиям. Ум. в 1614 г. в Панаме. К. — последний из великих испанских моряков-открывателей. Его отчет на франц. языке "Copie de la requ ête présentée au roi d'Espagne par le capitaine P. de Quiros sur la cinquième partie du Monde, appelé e terre Australe incogneue" (П., 1617).

Квирос Хосе-Мария-Эса

(José-Maria Eç a de Quiroz) — португ. писатель, был португ. консулом в Гаване, затем в Нью-Кестле и Бристоле. Написал в реалистическом духе ряд романов, пользующихся большим успехом, особенно "О crime de padre Amaro" (1874; переработанное изд. 1880) и "О primo Basiliо" (1879).

Квирпон

(Quirpon) — остров к С. от Ньюфаунленда, при входе в пролив Белль-Иль, под 51° 40' сев. шир. и 55° 16' зап. долг. На нем городок того же имени и селение тюленеловов.

Квист Александр Ильич

(1820-1878) — военный инженер, уроженец Финляндии, в 1840 г. кончил курс в Главном инженерном училище и тогда же был оставлен при нем репетитором фортификации, в 1855 г. сделан был адъюнкт-профессором, а в 1867 г. — профессором этого предмета. Кроме инженерн. училища и академии, К. преподавал фортификацию еще в академиях: Михайловской артиллерийской (1846-67), Николаевской Генерального штаба (1850-78), в Пажеском корпусе (с 1859 г.) и в Константиновском училище (с 1860 г.). В 1855 г. К. поручены были оборонительные работы в Свеаборге, где он и выдержал бомбардирование с неприятельского флота. После Крымской кампании К. принимал участие в разрешении всех разрабатывавшихся в военном ведомстве вопросов, так или иначе связанных с инженерным искусством (о развитии сети жел. дорог, о центральном хлебопечении для войск и прессовании фуража, о передвижении войск по жел. дорогам и водою, об устройстве постоянных лагерей и т. п.). Частые поездки за границу позволяли ему делать ценные вклады не только в литературу всех отделов фортификации, но и в литературу вопросов о тюрьмах, госпиталях, перевозке раненых, взрывчатых веществах, понтонных парках и. т. п. Наиболее замечательный труд К. "Железные дороги в военном отношении". Часть первая. "Перевозка войск по жел. дорогам" (СПб., 1868).

Квист Оскар Ильич

(1827-1890) — судебный деятель, окончил курс в училище правоведения, начал службу в Сенате, был волынским губернским прокурором и обер-секретарем 4-го департамента Сената, принимал деятельное участие в составлении Судебных Уставов 1864 г. и явился в качестве участкового мирового судьи одним из первых и наиболее блестящих их применителей. Его труду, знаниям и энергии СПб. в значительной степени обязан тем, что мировые учреждения с самого начала столь успешно привились в столице. Будучи первым председателем столичного мирового съезда, он сделал его образцом для провинциальных съездов и составил первый наказ его. Ежедневно председательствуя в съезде, прочитывая все дела его, К. по вечерам занимался в своем участке, и в его камеру ходили учиться, как следует разбирать дела. Эти заслуги К. спб. дума публично признала в 1868 г., единогласно избрав его в почетные мировые судьи. Впоследствии он неоднократно возвращался к должности председателя столичного мирового съезда. Был юрисконсультом и членом совета мин-ва финансов и гофмейстером двора вел. княгини Елены Павловны.

Квистгаард

Ивер (Quisdgaard, 1767-1829) — датский историк, составил важный труд "Index chronologicus sistens foedera pacis etc. a regibus Daniae et Norvegiae ac comitibus Holsatiae inita 1200-1789" (Геттинген, 1792). — Иenne-Христенсен К., датский филолог и историк (1781-1855), перевел Илиаду, Энеиду и др. и написал "De basi et fundamento dogmatum christianorum" (1826) и "Рассказы из истории миссий" (1827).

Квистроп

Иоанн-Христиан (von Quistrop, 1737-1795) — немецкий криминалист, был ординарным профессором в Ростоке и Бютцове. Главный труд К.: "Grunds ä tze des deutschen peinlichen Rechts" (Росток 1770; 6 изд. 1810-28).

Квит или айва

— см. Цидония.

Квитанция

(лат. apocha, франц. quittance, нем. Quittung) — платежная расписка. Она может быть выдана кредитором и в том случае, когда платеж в действительности не произведен, но кредитор признает, что должник выполнил перед ним свои обязательства. По римскому праву К. получала доказательную силу не ранее, как по истечении 30 дней со времени ее выдачи, в течение же этого срока кредитор мог предъявить иск о неполучении платежа (querela non numeratae pecuniae); предполагалось, что К. выдается в ожидании платежа. Современные законодательства отказались от этого правила: в Германии — при введении в 1877 г. имперского устава гражданского судопроизводства, в остзейских губерниях — при судебной реформе 1889 г. В Poccиu термин квитанция применяется и к распискам, установляющим право требования. По положению о казенных подрядах и поставках (ст. 186 и след.) подрядчики и поставщики казны получают в исполнении работы или приеме вещей приемные квитанции; выдачи этих К. подрядчик должен требовать благовременно, а на невыдачу жаловаться в срок; с момента предъявления приемной К. (которая не может быть заменена никаким др. документом) исчисляются проценты, на которые подрядчик имеет право в случае умедления в выдаче ему от казны денег. Товарные квиmaнциu или дубликаты железнодорожных накладных до некоторой степени исполняют у нас, функции варрантов (см.). Законом 14 дек. 1893 г. городским общественным банкам разрешена выдача ссуд под залог товарных К. жел. дорог на принятый к перевозке хлеб, в размере до 75% стоимости груза на месте отправления. Всякого рода К. должны быть оплачиваемы гербовым сбором (см.) в том или ином размере; во всех почти государствах, в том числе и в России, взимается при этом простой гербовой сбор. От этого сбора не изъяты и К., выдаваемые присутственными местами и должностными лицами в принятии прошений, денег, документов и других вещей, но только в тех случаях, когда такие К. выдаются не в видах правительственных, а в интересах частных лиц и по их просьбе. Существуют еще рекрутские К. (см.).

А. Я.

Квитка, Григорий Федорович

(псевдоним — Основьяненко) — известный малорусский писатель; род. в 1778 г. в селе Основе, под Харьковом, и почти всю свою жизнь провел в Харькове. С малых лет был болезнен и до 5 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вел в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром. Открытие Харьковского унив. в 1805 г. внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 г. возник в Харькове постоянный театр, и К. принял в нем самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. К. жертвовал на это дело свой труд и денежные средства. С 1816 по 1821 г. в Харькове выходил "Украинский вестник" — первый харьковский журнал, под редакцией К., Филомафитского и Генорского. Тогда же К. помещает в "Украинском вестнике" и в "Вестнике Европы" небольшие рассказы и стихи; но все написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование К. проявил лишь в начале 30-х годов, преимущественно в повестях на малорусском языке: "Марусе","Солдатском патрете", "Сердешной Оксане", "Мертвецком Велыкдне", "От тоби и скарб", "Козир-дивка", "Добре робы — добре и буде" и затем в оперетке "Сватанье на Гончаривци", доныне одной из самых репертуарных пьес малорусской сцены. Кроме того, К. написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный — историко-бытовой роман "Пан Халявский". К. обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий — вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Малорусские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни К. очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с малорусскими довольно слабых. К. † в 1843 г. О К. существует довольно обширная литература; она указана кратко в "Справочном словаре" Геннади (II, 125—126) и в "Российской библиографии" (1881, кн. I), гораздо подробнее в "Покажчике" г-на Комарова, в 1 т. сборника "Рада" (417—421). После издания этих указателей о К. еще напечатано много крупных статей; главные: Н. И. Петров, "Очерки истории украинской литературы XIX ст."; Н. П. Дашкевич — академическая рецензия на предыдущее сочинение; Огоновский (в "Ист. русск. литер.", III); Н. Ф. Сумцов, "К. как этнограф" ("Киевская старина", 1893, VIII); Д. И. Багалей, "К. как историк" (там же); В. П. Науменко, "Обзор критик на сочин. К." (там же). "Письма" К. изд. в "Рус. стар." (1893) и "Киев. стар." (1893, XI—XII). Из старых биографий наиболее подробная и ценная — Г. П. Данилевского (в "Украинской старине"). Собрание сочинений К. издано в 1887 г., в Харькове; драматические произведения в состав его не вошли.

Н. Сумцов.

Квитка, дворянский род

— малороссийский дворянский род, происходящий от Семена Афанасьевича К., сотника Харьковского казачьего полка (1673), а затем полкового судьи. Его сын Григорий был харьковским полковником († в 1734 г.), а внук, Иван Григорьевич († в 1751 г.) — полковником Изюмского слободского полка. Из внуков последнего: Григорий Федорович — известный писатель, а Андрей Федорович († в 1837 г.) был сенатором. Род К. внесен в VI и II части родословной книги Харьковской, Полтавской и Херсонской губерний.

В. Р.

Квитка, Илья Иванович

— харьковский писатель начала текущего века, автор исторического исследования о слободских полках, изд. в Харькове в 1812 г. на средства его племянника, Г. Ф. Квитки. Предполагают, что ему же принадлежит "Историческое описание о Малой России", изд. Бодянским в 1848 г. См. Шугуров, в "Киевск. старине" (1890, III, 444—453).

Н. С—в.

Квитки

— село Киевской губернии, Каневского уезда. В 1765 г. при люстрации Корсунского старотства именовалось местечком, в 1789 г. называлось уже селом. Около села, в небольшой лощине, по преданию, был монастырь. Дворов 611, жителей 3125, школа, 5 лавок, 5 водяных мельниц.

Квитницкий

Леонид Ксенофонтович (1828-1885) — генерал-лейтенант; образование получил в Пажеском корпусе. Командуя 2-й бригадой 3-й гренадерской дивизии, К. под Плевной утром 28 ноября 1877 г. поспешил на помощь 1-й бригаде той же дивизии, которая уже отступила было перед напором турок, и своей стремительной атакой заставил Османа-пашу положить оружие. О Квитницком см. "Русскую старину" (1886 г., № 3).

Квито

(Quito) или Кyumo — столица южн.-американской республики Эквадор, под 0° 13' 27" южн. шир., на высоте 9543' над у. м. Вследствие положения у экватора и высоты над ур. м. климат Квито довольно прохладный и очень ровный; здесь постоянная весна. В виду г. 11 гор с снежными вершинами; в 25 км к С.В. равнина, избранная в 1736 г. франц. и испанскими астрономами для измерения градусов меридиана. Много красивых улиц и скверов; фабрики грубых бумажных и шерстяных изделий, кружев, золотых изделий. Значительная торговля земледельческими произведениями в обмен на индиго, железо, сталь, водку, вино, масло и драгоц. металлы. К. взят был испанцами в 1534 г., в 1541 г. сделался городом; часто страдал от землетрясений.

Квитта

(Quitta) или Кита г. английской колонии на Золотом Берегу в Сев. Гвинее; 5000 жит. В 1885 г. здесь было возмущение против английского владычества.

Квитцовы

(Quitzow) — старинный, могущественный бранденбургский дворянский род вендского происхождения. Дитрих и Ганс К. стояли в начале XV в. во главе дворянства Мархии, не желавшего допустить бургграфа Фридриха Цоллернского до завладения Мархиею. Война кончилась лишь в 1414 г., когда главные крепости К. были взяты, Ганс попался в плен, а Дитрих умер в нищете. Ср. Klod e n, "Die Quitzows und ihre Zeit" (3 изд., Б., 1890).

Квичала

(чешск. Jan Kvičala) — чешский филолог и политич. деятель, род. в 1834 г., профессор классической филологии в Пражском университете. Его многочисленные труды, написанные на чешском, немецком и латинском языках, касаются главным образом греческого и латинского синтаксиса, греческих трагиков и произведений Вергилия "Beitr äge zur Kritik und Erklä rung des Sophokles" (Вена, 1864-1869), "Virgilstudien" (Прага, 1878), "Studien zu Euripides" (Вена, 1879). Ему же принадлежат чешские переводы Геродота, Гомера и др. Как политический деятель, Квичала принадлежит к старочешской партии, но в некоторых случаях подает свой голос с младочехами и вообще является сторонником совместных действий обеих партий. Был депутатом в австрийском рейхсрате (с 1880 г.) и чешском ландтаге (с 1883 г.). В последний К. внес законопроект, чтобы в учебных округах Чехии со смешанным языком дети посещали школы, преподавательский язык которых (чешский или немецкий) для них вразумительнее (так назыв. Lex Kvičala). В рейхсрате К. в качестве докладчика добился закона о разделении пражского университета на два самостоятельных высших учебных заведения — университеты чешский и немецкий.

Ир. П.

Квичуа

— см. Кечуа.

Кворра

— туземное названия нижних частей р. Нигера в Африке, см. Нигер.

Квота

(Quote, Sechstel — Land der Hofsfeldarbeiter) — название той части мызной (помещичьей) земли в Лифляндской губ. (Sechstel — в Эстляндской губ.), которая облагается податями, между тем как остальная мызная земля от них свободна. К. назначена для обеспечения батраков (Hofsfeldarbeiter, Knechte, Lostreiber). С XIV ст. в Прибалтийском крае все земли делились на "мызную" (Hofesland) и "крестьянскую" (Bauerland). Деление это вытекало не из юридических, а из бытовых оснований, так как юридически когда-то вся земля принадлежала помещику, ордену или церкви. Тем не менее крестьянская земля, по обычаю, была даже наследственной. Она в отличие от "мызной" называлась и называется "повинностною", так как поземельного налога крестьяне платили и платят в 5-6 раз больше помещиков, а земские повинности целиком лежали и лежат на крестьянах. В 1 8 40 г. было издано первое "Крестьянское положение" для Лифляндской губ., установившее неприкосновенность крестьянской земли, нарушенную было положением 1819 г., которое предоставляло помещикам неограниченное право распоряжаться всей поместной землей. "Положением" 1849 г. восстановлены права крестьян на все земли, находившиеся в их пользовании по вакенбухам (см.) 1804 г., с предоставлением помещику права присоединения из крестьянской земли к мызной 36 лофштелей (1 лофштель = 1 1/3 дес.) пашни, лугов и выгона на каждый гак (см.), для наделения батраков. Эту-то землю и называют К., или податною, мызною землею. Относительно ее было постановлено, что ближайший ландтаг имеет установить правила, сообразно с которыми владелец должен распоряжаться означенными участками для обеспечения благосостояния рабочих (батраков). В 1860 г. Государственный совет был вынужден установить для приведения в исполнение этого постановления новый, пятилетний срок. Несмотря на все это, в "Положение 19 февраля 1866 г. о волостном общественном управлении в Остзейских губ." включено примечание (к § 1), по которому участки повинностной крестьянской земли (в том числе и прирезанные от податной земли к мызной) могут быть арендуемы и даже покупаемы лицами, не принадлежащими к крестьянскому сословию. Вследствие этого многие крестьянские участки в частных имениях перешли к дворянам. В 1886-7 г. в Лифляндской губ. всей мызной земли было около 2114000 дес., крестьянской — около 1490000 дес., "квотной" — около 234000 дес., в Эстляндской губ. — мызной 10 3 9000 дес., крестьянской около 676000 дес, и "батрацкой" около 104000 дес.

К. Вр.

Квятковский Каетан

(Kwiatkowski, 1770-1852) — польск. историк, был директором гимназии в Кельцах, владел богатым собранием древних книг и рукописей, которые в 1821 г. приобретены были гр. Дзялынским (ныне в Курнике в Познани) и которыми К. пользовался для известного своего труда "Dzieje narodu polskiego za panowania Wł adys ł awa IV, kró la Polskiego" (Варш., 1823). Из др. трудов К. важнейшие: "Pr óbka pióra bezstronnego obywatela nad stanem tera ż niejszym i przysz łym Polski" (Варш., 1791) и перевод Светония ("Dzieje XII cesarzуw rzymskich" (Вроцл., 1826).

Квятковский Мартын

(Kwiatkowski) — польский историк и географ, иначе назыв. Плахта (P łachta), жил в царствование Стефана Батория, перешел в кальвинизм, вследствие чего соч. его подверглись преследованиям и потому, вероятно, составляют библиографическую редкость. Главные труды К.: "Książ eczki rozkoszne a wielu i u ż yteczne o poczciwiem wychowaniu i w rozmaitych wyzwolonych naukach ćwiczeniu etc." (Кенигсб., 1564); "Wszystkiej Liflandzkiej ziemie, jako przedt ém sama w sobie by ła, krуtkie a pożyteczne opisanie" (т. же, 1567); "De latissimo usu et maxima utilitate linguae Slavonicae" (т. же, 1569).

Кганка

— см. Молот.

Ке де Сент-Эмур

(виконт Амедей Caix de Saint-Aymour) — французский ученый, род. в 1843 г., сначала занимался языковедением и написал "La langue latine etudi ée dans l'unité indoeuropé enne" (П., 1867), потом отдался археологии. Совершив с археолог. целями поездку в Боснию и Герцеговину, напечатал "Les pays sudslaves de l'Austro-Hongrie" (1883). Кроме того, написал: "Les inter êts français dans le Soudan é thiopien" (1884) и "La France en Ethiopie" (1886).

Ке-лунг

— см. Цзи-лун.

Ке-шо

— см. Ганой.

Кеб, божество

— древнеегипетское божество земли, сын Шу и Тефнут, отец Осириса и всех богов, откуда и его титул "бог великий, отец богов". Принадлежал к числу богов, пользовавшихся повсеместным почитанием. Космогонические мифы представляли его находившимся в вечном соединении с богиней неба Нут, пока бог воздуха Шу не разделил их. В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростертым во всю длину, с опирающейся на него Нут, поддерживаемой Шу. Греки отождествляли К. с Кроном.

Б. Т.

Кеб, река

— р., прав. прит. Черехи, вытекает в Порховском у. из 2 озер. Длина около 60 в. Берега в верхней части гористые, в нижней — отлоги. Лес сплавляется в нижней части (весною до 40 саж. ширины).

Кебби

или Мао-Кеби — приток Бинуэ, см.

Кебеняк

(кепеняк, кобеняк) — стар. зимняя шапка в роде треуха, мехом вверх, обыкновенно мерлушковая. Она в виде мешка закрывала голову и шею, оставляя открытым одно лицо. При ней были наушники. В Малороссии, в губ. Орловской, Тульской и Курской К. встречается и теперь, обыкновенно пришиваемый к воротнику верхней одежды, вроде капюшона. В Польше, в старину kor(b)ieniak — плащ для защиты от дождя, без рукавов.

Кеберле

Георг (К ö berle) — нем. писатель, род. в 1819 г., воспитывался в Риме, в иезуитской Collegium germanicum, откуда бежал в Германию и напечатал наделавшие много шуму "Aufzeichnungen aus dem deutschen Kolleg in Rom" (Лпц., 1846). Его драма "Die Mediceer" (Манг., 1846) и историческая трагедия "Heinrich IV von Frankreich" (Лпц., 1851) вместе с позднейшими драматическими его произведениями ("Мах Emanuels Brautfahrt", Мюнх., 1870) перепеч. в его "Dramatische Werke" (Штутг. 1873). В сочин. "Die Theaterkrisis im neuen deutschen Reich" (Штутт., 1873) К. выступил с требованием реформы нем. сцены. Написал еще роман "Alles um ein Nichts" (Лпц., 1871), "Deutsche Antwort auf welsche Projekte" (Штутг., 1870; против иезуитизма); " M eine Erlebnisse als Hoftheaterdirektor" (2 изд. Лпц., 1874); "Berliner Leimruten und deutsche Gimpel" (Лпц., 1875); "Der Verfall der deutschen Schaub ühne und die Bewältigung der Theaterkalamitä t" (Лпц., 1880); "Das Drangsal der deutschen Schaub ü hne" (Дрезд., 1890).

Кеберле Георг (дополнение к статье)

(Kö berle) — немецкий писатель; ум. в 1898 г.

Кебет

(Κεβης, ήτος), из Фив — ученик Сократа. Ему приписывается диалог "Πιναξ" (картина), нравоучительного содержания и аллегорической формы, вероятно, принадлежащий позднейшему времени; печатается обыкновенно вместе с соч. Эпиктета; отд. изд. Gronovius (Амст., 1869), Schweigh ä user (Лпц. 1798). На русском яз., кроме старинного (франмасонского), новый перев. Алексеева, СПб., 1888 г.

Кебеш

— две горные рч. Енисейской губ., Минусинского окр., из которых р. Большой К. (60 в. длины) вливается справа в р. Большую Ою, а р. Малый К. (около 50 в. длины) — слева в р. Большой К. Обе эти рч. вытекают с северного склона горы хребта Кулюмюс, отделяющего истока К. от истоков р. Ои и возвышающегося до 4800 н. ур. моря. Долины обеих рч. в верховьях узки и стеснены крутыми, утесистыми горами, состоящими из гранита и талькового сланца и поросшими хвойным лесом, кедром и елью; долины низовьев широки и представляют прекрасные покосные луга. К. изобилуют рыбою — ленками, харьюзами и тайменями. При слиянии обеих речек д. Григорьевка.

Н. Л.

Кебит-богаз

— горный проход в Крыму, между Чатырдагом и Бабуганом. Лесистый горный гребень, соединяющий названные горы и называющийся Агыс-хыр; направление с С. на Ю.; образован главным образом глинистым сланцем. Самый низкий пункт гребня, где проходит дорога с южного cклона (из Алушты) на сев. (в долину р. Алмы), лежит на высоте около 280 с. н. ур. м. Это один из самых удобных горных проходов и до проложения шоссе через Ангарский проход; Байдарские ворота служивший [Так в издании 1895 г. — Ред.] главным колесным путем из степной части полуо-ва на южный берег.

Н. Г.

Кебль

Джон (Keble, 1792-1866) — английский духовный писатель, один из главных представителей высокоцерковной партии (High Church) и деятельный сотрудник очень распространенных в свое время "Tracts for the Times" (Оксфорд, 1834-36). Главный труд его — сборник церковных песен "The Christian Year" (Оксфорд, 1827); до 1854 г. выдержал 44 издания. Другие труды его: "The Psalter" (Лонд., 1839), "Lyra A p ostolica" (Л., 1836-1838), "Praelectiones Academicae" (Л., 1840), "Lyra Innocentium" (Л., 1846), "Life of Thomas Wilson" (Лонд., 1850) и др. См. I. Т. Coleridge, "A memoir of the Rev. John Keble" (Л., 1874); Miss C. М. Yonge, "Musings over the Christian Year" (Л. 1871).

Кебнер Генрих

(Kö bner) — дерматолог, род. в 1838 г., учился в Бреславле и Берлине; в 1859 г. д-р медицины за диссертацию "Physiologisch-chemische Untersuchungen ü ber Kobrzuckerverdauung". После продолжительных занятий в Вене и Париже напечатал в 1861 г.: "Pathologisch-histologische Untersuchung eines Falles von Lepra" и "Studien über Schankervirus" ("Mémoires de la societé de Biologie" и "Deutsche Klinik"); далее "Ueber Sycosis und ihre Beziehungen zur Mvcosis tonsurans" ("Virchows Archiv", 1861). Широко поставленные опыты К. по прививке сифилиса животных описаны им в статье "Zur Frage der Uebertragbarkeit der Syphilis auf Thiere" ("Wiener medicinische Wochenschrift", 1863). В 1861 г. К. основал первую поликлинику для кожных болезней и сифилиса; отсюда вышло несколько его работ: "Uebertragungen aller pflanzlichen Parasiten der Haut"; "Heilungsmethoden derselbe n"; "Kü nstliche Erzeugung von Psoriasis als Grundlage ihrer Aetiologie" и др. В 1869 г. приват-доцент кожных болезней в Бреславле, в 1872 г. профессор там же, в 1876 г. директор основанной им Университетской клиники кожных болезней и сифилиса. В 1884 г. основал в Берлине поликлинику, где читает курсы для врачей.

Л. Я.

Кебсеннуф

— один из 4-х гениев смерти у древних египтян, служителей Гора, сопровождавших покойников на небо, заботившихся об их продовольствии, присутствовавших при бальзамировании и т. п. Изображался с головой обезьяны. Вследствие большого распространения и известности в позднейшие времена К. стали пользоваться большим почитанием, почти равным с богами Эннеады.

Б. Т.

Кев-Айгуры

— довольно длинная, но бедная водой степная речка Ставропольской губ. Впадает в Калаус (прит. Маныча).

Кевакта

— горная золотоносная рч. Якутской обл., Олекминского окр., правый прит. р. Хайварки, правого же прит. р. Большой Патом; вытекает из горного кряжа, простирающегося между pp. Патом и Тонгода. Длина течения до 45 в. В начале К. течет с С. на Ю., затем на Ю.З. и С.З. Долина р. не широка и окружена довольно высокими горами. В верховьях речки Павловский голец, высотою до 4880 фт. н. ур. м. Сама долина довольно возвышена: так, Павловский золотой прииск Дмитриева лежит на высоте 2680 фт. н. ур. м. Ограничивающие южный берег долины горы — в большинстве безлесные гольцы, значительно выше правобережных гор и более изрезаны глубокими падями; среди них возвышается значительной высоты горный массив Тэптаро, или Наполеонова шляпа, достигающая 5800 фт. абсолютной высоты, все лето покрытая снегом. В долине речки расположено несколько золотых приисков, которые разрабатывались много лет, но ныне оставлены. В начале 80-х годов добыча золота не превосходила в лето более 6 1/2 пд. при 57 долях в среднем из ста пд. песков. В 1887 г. работался один только прииск, причем добыто золота всего 15 фн. Толщина турфов, как и слоя песка, не превосходила 1 1/2 арш.

Кевда

— р., лев. прит. р. Малого Атмиса, системы Макши. Начало берет в Чембарском у. и протекает и по Нижнеломовскому у. Длина течения около 60 в. По берегам много больших селений.

Кевдо-Вершина

— с. Чембарского у. Пензенской губ., на реке Кевде. Жители 3762, дворов 542. Школа, базары; торговый пункт.

Кевдомельситово

село, и Ключицы, дер. — слившиеся два селения Пензенской губ., Нижнеломовского у. Дворов 725, жит. 4677. 2 првсл. церкви, церковно-приходское училище. 3 лавки, 2 постоялых двора. Еженедельные базары.

Кеведо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кевенгиллер Людвиг-Андрей

(граф von Khevenhiller, 1683-1744) — австрийский фельдмаршал; во время войны за австрийское наследство был главнокомандующим войсками, действовавшими против Баварии. Точную картину военного дела его времени дают труды К.: "Reglement und Ordnung etc." (Вена, 1737) и "Kurzer Begriff aller mllit ä r. Operationen" (Вена, 1756).

Кевенгиллер Франц-Христоф

(фон Khevenhiller) — историограф Фердинанда II (1584-1650), происходил из старого дворянского рода в Каринтии. Оставаясь протестантами, представители этой фамилии занимали видное положение при дворе габсбургских императоров. Отец и дядя К., Бартоломей и Иоанн К., были очень образованные люди, много путешествовали и исполняли важные дипломатические поручения. Отец К. был большим знатоком истории, читал Ливия и Фукидида; от него интерес к этой науке перешел и к сыну, получившему прекрасное образование и довершившему его продолжительным путешествием по Европе. Перейдя в католичество и сделавшись одним из самых ревностных членов иезуитского ордена, он получил пост посла в Мадриде, где оставался 14 лет. По возвращении в Вену К. занимал место члена в Тайном совете, затем был советником эрцгерцога Леопольда Вильгельма; так как последний в отсутствии императора становился во главе правления, то К. имел возможность близко ознакомиться с администрацией. Он сделался ревностным приверженцем императора Фердинанда II и его политики. Первый литературный труд К. — его автобиография, доведенная до 1623 г.; сюда вошли и наиболее знаменательные общественные факты того времени. Многое из автобиографии К. перешло целиком в его "Анналы Фердинанда II" (Annales Ferdinandei). Идея "Аннал" возникла еще во время дипломатической миссии К. в Испанию; уже тогда он тщательно собирал материал для своей темы и сохранял все официальные донесения, которые и вошли в его летопись. Важным источником для К. явились и шесть книг протоколов, составленных его дядею в бытность его послом в Мадриде. "Анналы" К. не могут быть названы историей в настоящем смысле слова; это — искусственно связанный сырой материал. Написаны "Анналы" с империалистической, католической точки зрения, вследствие чего при пользовании ими необходимо соблюдать большую осторожность. Особенно ярко выступает тенденциозность К. при изложении Валленштейновского процесса. Лучшее издание аннал — лейпцигское 1721-26 гг. См. "Runde", "Ueber die gegenw ä rtige Beschaffenheit der Khevenhillerschen Annalen" (в "Deutsches Museum", 1777); Stü lz, "Jugend— und Wanderjahre Khevenhillers" (в "Archiv ö sterr. Geschichtsquellen", IV); Czerwenka, "Die Khevenhiller" (Вена, 1867); Ranke, "Watlenstein" (Лпц. 1872); "Analekten" (стр. 321 и сл.).

Г. Форстен.

Кевлар, Кевелар

(Kevelaer) — г. в прусской Рейнской провинции. Около 4000 жит. (сапожники). Здесь в 1642 г. было поставлено изображение Девы Марии, вскоре прослывшее чудотворным и привлекающее ежегодно не менее 300000 паломников. К. прославлен прекрасною балладою Гейне "Паломничество в Кевлар".

Кеворк IV

— католикос армянской церкви. Заняв патриарший престол в 1865 г., К. IV направил все свои заботы на распространение религиозно-нравственного образования среди армянского народа и на улучшение состава духовенства, для чего основал в Эчмиадзине духовную академию; при нем же получили на Кавказе широкое распространение церковно-приходские школы. Он привел в порядок знаменитую библиотеку Эчмиадзинского монастыря, из сокровищ которой извлек много важных актов и документов и напечатал их в преобразованной им эчмиадзинской типографии; основал журнал "Арарат" (1868). К. IV стремился внести свет гласности и контроля в управление духовными имуществами армянской церкви, в † 1882 г.

Кегарт

— древний армянский м-рь в 30 в. от г. Эривани, состоящий из нескольких церквей, высеченных в скалах; основан, по преданию, св. Григорием, просветителем Армении, в IV в. Главная црк. сооружена в XII-XIII в. В К. долгое время хранилась величайшая святыня армянской црк. — св. копье, находящееся ныне в Эчмиадзине.

Кеггум

— очень опасный порог на р. зап. Двине, ниже Коккенгузена, в 1 в. ниже порога Красные Станки. Тянется на протяжении 2 в., глубина воды над ним до 1 1/2 фт.; посреди реки, тут же, двухверстная мель шир. до 150 саж., через нее суда проходят свободно только во время весеннего половодья; в летнее время фарватер находится с левой стороны порога К. и мели.

К. Вр.

Кегель Рудольф

(Kö gel) — протестантский богослов, один из крупнейших проповедников Германии, род. в 1829 г., был в Берлине придворным проповедником и ген. суперинтендентом; один из главарей евангелической церкви (см.) в Пруссии. Главные труды К.: "Der erste Brief Petri in Predigten ausgelegt" (3 изд., Брем., 1890); "Das Vaterunser in Predigten ausgelegt" (3 изд., Брем., 1889); "Aus dem Vorhof ins Heiligtum" (проповеди на ветхозаветные тексты, Брем., 1875-76); "Der Brief Pauli an die R ö mer in Predigten" (Брем., 2 изд., 1883); "Vaterl ä ndische und Kirchliche Gedenktage, Reden und Ansprachen" (Брем., 2 изд., 1892); "Ethisches und Aesthetisches" (Брем., 1888); "Die vier Evangelien in Predigten und Homilien ausgelegt in Verbindung mit Anderen" (Брем., 1889 и сл.).

Кегель Рудольф (дополнение к статье)

(Kö gel) — протестантский богослов; ум. в 1896 г.

Кегель, река

(Кай или Фаль) — р. Эстляндской губ., Ревельского (Гарриенского) уезда, вытекает близ лифляндской границы из небольшого оз. Кедва, находящегося на водоразделе Пернавы и Кассарьена. К. образуется из двух рукавов и имеет направление к С.З., впадает близ замка Фаль в Финский залив, образовав предварительно красивый трехсаженный водопад. Длина 75 в. Берега низменны и болотисты, в среднем течении суше и покрыты хвойным лесом, в нижнем течении берега возвышенные. Глубина и ширина К. незначительны. Сплава нет.

Кеги

Адольф (Kaegi) — швейц. филолог, род. в 1849 г., проф. в Цюрихе, напеч.: "Kritische Geschichte des Spartanischen Staates von 500 bis 431 v. Chr." (Лпц., 1873); "Siebenzig Lieder des Rigveda ь ü bersetzt" (в сотрудничестве с К. Гельднером и Р. Ротом, Тюб., 1875); "Der Rigveda, die ä lteste Literatur der Inder" (2 изд., Лпц., 1881); "Alter und Herkunft des german. Gottesurteils" (Цюр., 1887); "Die neunzahl bei den Ost-ariern" (Цюр., 1891). В своей "Griech. Schulgrammatik" (3 изд., Берл., 1892) и в ряде статей К. впервые в Германии выступил с попыткой упростить учебный материал; той же цели служат его "Griech. Uebungsbuch" (2 изд., ч. 1, Берлин, 1893) и "Kurzgefasste griech. Sch u lgrammatik" (Берл., 1893).

Кегли

(нем. Kegelspiel, франц. jeu de quilles, англ. game at ninepins) — весьма распространенная, полезная подвижная игра, в Россию перешедшая из ее родины, Германии. К. бывает 9 (в Сев. Америке 10, в Силезии часто 15-17). В центре ставится более крупная К. — король. Помост, по которому катится шар к площадке с К., называется кегельбаном. Наиболее в верхненемецких землях распространена так наз. немецкая партия, где каждый игрок ведет счет очков отдельно от других. В гамбургской партии игроки делятся на две группы, с общей записью для каждой партии. Точат К. из твердой древесины. В комнатах К. можно катать без помоста, а на открытом воздухе, на земле, шары не катают, а бросают. Ср. Rothe, "Das K., kulturhistorische etc. Studien" (Галле, 1879).

Кегль

(типогр.) — размеры литеры в толщину, см. Типографское дело.

Кеда

— см. Кведа.

Кедабек

— см. Калакент.

Кедар

(с евр. темный, черный) — второй сын Измаила, побочного сына Авраамова (Быт., см.). От него произошло целое племя, носившее то же имя и отличавшееся воинственностью и любовью к свободе. По временам оно приобретало важное значение; о его богатстве, воинственности и дальних походах неоднократно говорят ветхозав. пророки. В Талмуде под название К. подводятся все вообще аравитяне. У классических писателей они известны под названиями Cedareni, Cedrei и пр.

А. Л.

Кедворт

(Ральф или Рудольф Cudworth, 1617-1688) — английский философ, был профессором еврейского языка в Кембридже. К. принадлежит к числу английск. платоников; оспаривал сенсуализм Гоббса; праву и морали приписывал божественное происхождение; мораль, таким образом обоснованная, изначала заложена, по мнению К., в человеческом разуме, а не есть результат соглашения. Главн. труд К.: "T h e true intellectual system of the universe, wherein all the reason and the philosophy of atheism is confuted" (Лонд., 1678 и чаще). В 1731 г. епископ Chandler издал соч. К. "Treatise concerning eternal and immutable morality".

Кединген

(Kehdingen, от слова kaje = франц. quaie, дамба) — местность по левому берегу нижней Эльбы, длиною в 30 км и шириною от 3 до 8 км, с С.З. примыкает к так назыв. Старой Земле (Altes Laud) — плодородной илистой равнине между г. Буктегуде и Штаде. Почва К. считается самой плодородной из илистых береговых полос Эльбы (Elbmarschen). Внутри страны К. замыкается Кедингенским болотом (Kehdinger Moor, 70 кв. км).

Кедири

— резидентство в восточн. части нидерландского о-ва Явы; 7398 кв. км, с 1139828 жит. (1891), в том числе 1828 европейцев и 9739 китайцев; главнейшие продукты — рис и кофе. Город К., того же имени, местопребывание резидента, на правом берегу р. Брантас, к В. от вулкана Вилис; 16967 жит. К. с VIII в. было центром государства Дого; в руки голландцев перешло в 1830 г. См. A. J. van der Аа, "Nederlands Oos t -Indie" (Бреда, 1857).

Кедмон

(Caedmon, Koedmon, Cedmon, Ceadmon) — древнейший христианский поэт англосаксов, о котором Беда (см.) сообщает, что он был пастухом близ монастыря Витби в Нортумберленде и что первоначально природа ему более, чем кому-либо из его племени, отказала в даре песнопения; но однажды во сне явился ему странник и приказал ему петь. После некоторых колебаний К. запел о миротворении, о чем он раньше никогда не слыхал. Проснувшись, К. стал воспроизводить песни, сложенные им во сне, и присоединять к ним новые. Молва о чуде с пастухом дошла до аббатисы Гильды, которая приняла его в монастырь и приказала грамотеям излагать перед К. священную историю, а тот перекладывал ее в песни; в монастыре К. и ум., около 680 г. По словам Беды, К. оставил стихотворный пересказ книг Бытия и Исхода, воплощения Христа, Его страданий и вознесения и другие стихотворения, которые во времена Беды, по-видимому, еще существовали. До нас дошла рукопись Х в. (ныне хранится в Бодлеянской библиотеке, в Оксфорде), изд. в 1655 г. в Амстердаме, в которой содержатся стихотв. парафразы Бытия, Исхода, Даниила и отрывок "Христос и сатана". Далеко не все эти произведения принадлежат К.; они относятся даже не к одному поколению. Современная критика допускает авторство К. лишь по отношению к парафразу книги Бытия до жертвоприношения Авраама включительно, сохранившемуся в рукописи церковной истории Беды на нортумбрийском (северном) диалекте; лучшее издание ее — Zupitz, "Alt— und mittelengl. Uebungsbuch" (4 изд., Вена, 1889). Поэма начинается с восхваления Творца небесных обителей, изображает грехопадение Люцифера и других ангелов, восставших на Господа, с чем ставится в связь сотворение Адама — мотив, красной нитью проходящий через апокрифическую литературу с древнейших времен. Стиль К. — тот же, что и в северной языческой поэзии: возвышенный и патетический, нагромождающий эпитеты, повторения, синонимические выражения, но не нарушающий этим ясности изложения. Поэт вводит, где можно, диалоги, дополняет местами сухой библейский рассказ вымышленными картинными подробностями; с особенной охотой останавливается на описании битв. Эпическая терминология — та же, что у его предшественников язычников; так, Авраам назыв. ярлом, красота Сары сравнивается с красотою эльфов, всякое писание назыв. рунами. Отрывки, изд. Юниусом, перепечатаны В. Thorpe (Лонд., 1832, с переводом), Bouterwek (Эльберф., 1849-1850, с обширным введением), Grein ("Bibliothek der angels ä chs. Poesie", т. 1, Гетт., 1857) и Hunt (Бостон, 1883); полный нем. перевод изд. Grein ("Dichtungen der Angelsachsen", т. I, 2 изд. Гетт., 1863), а отрывки — Greverus (Ольденб., 1852-54). Ср. G ö tzinger, "Ueber die Dichtungen Caedmons" (Гетт., 1860); Watson, "Caedmon, the first english poet" (Лонд., 1875); "Всеобщая истории литературы" Корша-Кирпичникова (т. II, СПб., 1885, стр. 130 и сл., где в виде образца приведен отрывок в русск. переводе). В одном из позднейших предисловий к "Heiland" (Спаситель) об авторе этой нижнесаксонск. стихотворной переделки Евангелий приводится то же сказание, что у Беды о К., вследствие чего явилось предположение, что К. был автором и этого произведения; ср. Sievers, "Heiland und die angels ä chs.. Genesis" (Галле, 1875).

Кедр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кедрен

Георгий — византийский писатель конца XI или начала ХII в., автор так наз. σύνοψις ίστοριών. Относительно его личности мы не имеем никаких положительных сведений и можем только предполагать, что он был монахом. Сочинение его — простая компиляция, основанием для которой послужили сочинения Иоанна Скилица, Георгия Синкелла, Феофана и некоторых других писателей, упоминаемые автором в предисловии. Оно начинается от сотворения мира и охватывает историю еврейскую, римскую и византийскую до вступления на престол Исаака Комнена (1057). Автор рабски следует своим предшественникам, а в той части сочинения, которая захватывает период от 811-1057 г., прямо пересказывает своими словами хронику Скилица, внося лишь некоторые незначительные изменения.

Г. Церетели.

Кедрин Евгений Иванович

— адвокат и общественный деятель. Род. в Херсоне в 1851 г. Окончив курс в С.-Петербургском университете по юрид. факультету, вступил в сословие присяжных поверенных. В 1882 г. участвовал в процессе 22 террористов, защищая Александра Михайлова; в следующем году защищал Стефановича, организатора "Чигиринского бунта", и офицера Буцевича, члена партии "Народной Воли". С 1889 г. состоит гласным Петербургской думы, деятельно участвуя в разных комиссиях. Как гласному, К. пришлось разоблачать злоупотребления по покупке городской управой муки для петербургского населения во время голода в 1892 г. (так называемое "Пухертовское дело"). Ему же принадлежит разработка вопроса о городском ломбарде. За свои разоблачения по поводу отдачи с подряда постройки Троицкого моста французскому обществу "Батиньоль" Кедрин подвергался уголовному преследованию, окончившемуся в его пользу. Под председательством К. подготовительная думская комиссия составила подробный проект переустройства городских конных железных дорог на электрическую тягу, ныне осуществляемый, и разработала вопрос о снабжении столицы электрической энергией путем эксплуатации силы падения реки Вуоксы и водопадов Малая Иматра, Энео и других. К. принадлежит к числу наиболее выдающихся членов так назыв. новой группы гласных.

Кедрина

— см. Кедр.

Кедров Денис Васильевич

— доктор медицины († 1885). Сотрудничал в нескольких медицинских журналах и напечатал: "Гидроферные ванны и их значение в терапии" (1862), "Военная гигиена" (1870) и "Опыт санитарной статистики и военно-учебных заведений за десятилетие 1866-1875 гг." (1880).

Кедров Иван Андреевич

— философский писатель, сын причетника, род. в 1811 г., по окончании СПб. духовн. академии был преподавателем словесности в Ярославской духовной семинарии. Исходная точка филос. воззрений К. — невозможность уразумения сущности вещей посредством логических форм мысли. Формы мышления — сети, в которых мы постоянно запутываемся, принимая ложь за истину. Гораздо больше значения К. склонен придавать опыту, который он по примеру Канта ограничивает только миром явлений. Но явления чаще повергают ум в нерешительность, нежели открывают ему таинственный источник, из которого они проистекают. Отказавшись, таким образом, от познания сущности вещей, следует перенести центр тяжести на мир нравственный и изучать природу с точки зрения нравственности. См. "Опыт философии природы" (СПб., 1838). Обстоятельный "Курс психологии" К. (Яросл., 1844) является компиляцией из разных немецких сочинений по психологии, не брезгающею даже рецептами от запоя.

Я. К.

Кедров Николай Иванович

(род. в 1858 г.) — писатель, воспитанник Московской духовной академии. Главные его труды: "Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого" (М., 1886); "Московская духовная семинария, 1814—1889 гг." (М., 1889); "Просветительная деятельность Троице-Сергиевой лавры за первые три века ее существования" (М., 1892).

Кедровая камфара

— см. Кедровое масло и Цедрол.

Кедровая Падь

— д. Приморской области, Южно-Уссурийского края, Посьетского участка, к Ю. от д. Богословки на 7 верст. Населена корейцами. В 1893 г. их было 15 мжч. и 19 жнщ.

Кедровка

— см. Ореховка.

Предыдущая страница Следующая страница