Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "К" (часть 35, Кат)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "К" (часть 35, Кат)

Предыдущая страница Следующая страница

Кате, тен, Ян-Якоб Лодевик

(Jan-Jacob Lodewyk ten Kate) — голланд. поэт, род. в 1819 г., священник в Амстердаме Сборники его стихотворений: "Gedichten", "Bladeren en Bloemen", "Rozen", " Vert aalde Poesie". В сороковых годах он вместе с Винклером Принсом написал ряд остроумных сатир под заглавием "Braga", против уродливостей литературного вкуса того времени. Из поэм К., отличающихся большой легкостью стиха, самые известные "De Schepping" (1866) и "De Planeten" (1869). В прозе К. издал собрание проповедей и путевых заметок об Италии.

Категорический императив

— по терминологии Канта нравственный долг в безусловно-повелительной форме. См. Кант.

Категория

(от греческого слова κατηγορέω, обвиняю) — логический и метафизический термин, введенный Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: К. — априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. В индийской философии, в системе Вайсешика, встречается термин падарта, весьма близкий к Аристотелевому пониманию К. шесть К., приводимых в сочинениях этой школы, тождественны с Аристотелевскими, почему и возникло предположение о возможном заимствовании этого учения греками у индийцев. Но это недопустимо уже по хронологическим основаниям, ибо образование различных систем индийской философии в известном теперь виде достоверно относится лишь к началу средних веков. Более чем вероятно обратное предположение — о влиянии греческой философии на индийскую. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: субстанция (ουσία), количество (πόσον), качество (πρϊον), отношение (πρός τί), где (που), время (πότε), положение (κεϊσθαι), обладание (εχειν), действие (ποιεϊν) и страдание (πάοχειν). В известном смысле можно смотреть на пифагорейскую таблицу 10 противоположностей, как на попытку перечисления К. (конечное и бесконечное, парное и непарное, единство и множество, свет и тень, благо и зло, квадрат и иные фигуры). Аристотелевская таблица К. представляет несовершенства двоякого рода: случайность выведения (из частей речи) и сводимость одних К. к другим. Стоики были правы, когда они вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение; не хватает здесь только К. количества. Плотин в первых трех книгах шестой "Эннеады" подробно критикует Аристотелеву таблицу и предлагает свою, которая, однако, в истории не играет никакой роли. В средние века Раймунд Лулльский (1234-1315) пытался перечислить принципы или самые общие понятия и самые общие отношения мышления к предметам. Эти принципы он располагал в виде табличек, причем из различных комбинаций принципов должны были получаться всевозможные новые точки зрения. Таким образом его К. должны были служить своего рода логикой открытий. Современное определение термина К. принадлежит Канту. Его учение о четырех основных, распадающихся как бы на 12 видовых К. (см. Кант), представляет тот же недостаток, что и Аристолево. Кант не выводит К. — формы рассудка — из деятельности рассудка, а берет их из готовых суждений; случайный характер К. и недостаток выведения — вот упреки, которые делает Канту Фихте. Нужно вывести все К. из высшего их основания — из единства сознания. Задачу эту полнее, чем Фихте, решил в своей логике Гегель. Под К. Гегель разумеет то же, что и Кант, только решительнее придает им метафизический характер. Средством выведения К. служит диалектический метод. Началом процесса образования К. является самое отвлеченное, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала К. качества, потом количества и т. п. Из новейших попыток преобразования К. внимания заслуживает попытка Милля. См. Trendelenburg, "Gesch. der Kategorienlehre" (Б., 1846).

Э. Радлов.

Катедерсоциализм, К.-социалисты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кателино

Жак (Cathelineau, 1759-1793) — вождь вандейцев в борьбе с республиканскою Франциею; при начале революции был бедным торговцем полотнами, весною 1793 г. стал во главе мятежных новобранцев в Вандее и уже в первый день, 10 марта 1793 г., одержал две важных победы. Несмотря на свои успехи, особенно взятие приступом Шолле (Chollet), К. считал себя недостаточно образованным, чтобы быть вождем, и добровольно подчинился Боншану и д'Эльбэ, но после взятия Сомюра, 12 июня 1793, единодушно был избран "главнокомандующим католическими и королевскими войсками"; он стоял теперь во главе 80000 чел. При приступе к Нанту К. был смертельно ранен и † 11 июля в С.-Флоране. Ср. Вандейские войны (см.). См. Anna Marie (псевдоним графини Hautefeuille), "Vie de Cathelineau"; Muret, "Vie populaire de Catbelineau" (1845); "Vie de Jacques Ca t helineau" (П., 1882).

Катель

(Catel, Charles-Simon) — французский теоретик и композитор (1773-1830). Получив место военного капельмейстера при национальной гвардии, К. был одним из первых во Франции, который писал для духового оркестра марши, гимны и пр., исполнявшиеся во всех войсках республики. Назначенный проф. Парижской консерватории, К. написал учебник гармонии "Trait é d'harmonie" (1802 г.); он упростил систему аккордов, установленную Рамо, и разделил их на коренные и производные. Принимал деятельное участие в составлении "Solf è ges du Conservatoire", которыми до сих пор пользуются многие консерватории. Писал оперы ("Семирамида", "Баядерки", "Валлас", считающаяся лучшей, и др.), увертюры, квинтеты, трио для струнных инструментов и пр.

Н. С.

Кательников

Евлампий — сектант, см. Котельников.

Катен

— см. Терпены.

Катенария

— см . Цепная линия.

Катенин

Павел Александрович — писатель (1792-1853), родился в родовом селе Костромской губ., первоначальное образование получил дома, поступил на службу в м-стве народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в Преображенский полк, сражался при Бородине, Люцене, Бауцене, Лейпциге. В 1822 г. за шиканье артистке Семеновой был выслан петербургским ген.-губернатором гр. Милорадовичем на родину, где и пробыл десять лет. Через два года после возвращения в Петербурга был переведен в Эриванский полк на Кавказ и в 1836 году назначен комендантом крепости Кизляр. Прослужив два года, он вышел в отставку и поселился в своей деревне. Литературную деятельность К. начал около 1810 г. Первые его стихотворения — переводы и подражания Вергилию, Oссиану, Гесснеру — печатались в "Цветнике" Беницкого и других изданиях. Около этого же времени он начал работать для театра. В 1811 г. был поставлен его перевод трагедии Корнеля "Ариадна", в 1816 г. перевод трагедии Расина "Эсфирь"; в 1819 г. им написан драматически отрывок "Пир Иоанна Безземельного", в 1821 г. вышла его переделка "Сплетни" ("Le m é chant" Грессе), в 1822 г. напечатан перевод "Сида" Корнеля. В вынужденном деревенском уединении Катенин перевел комедию Мариво "Les fausses confidences", напечатанную в 1827 г. под заглавием "Обман в пользу любви", и написал трагедию в 5 д. "Андромаха", которой как сам автор, так и Пушкин придавали большое значение. Драматические произведения К. были результатом того увлечения театром, которое заставило К. живо интересоваться всеми мелочами театральной жизни, участвовать в распределении ролей, проходить с актерами эти роли, учить их декламации и т. д. Сюжеты для своих эпических и лирических стихотворений К. брал из древнерусской жизни ("Старая быль", "Милуша", "Певец Услад" и др.). Как оригинальные, так и переводные произведения К. не представляют ничего выдающегося. Гораздо более К. был известен как критик. Знакомый с несколькими новыми языками, зная латинский язык, К. имел возможность изучить в совершенстве иностранных — древних и новых — классиков. Пушкин, близкий друг К., считал его лучшим из тогдашних критиков и ставил его гораздо выше А. Бестужева (Марлинского). Грибоедов отдавал на его суд свое знаменитое "Горе от ума". Причиной такого отношения были, конечно, не только образованность К., но и его критическое чутье и вкус, давшие ему возможность верно оценить "Евгения Онегина" и "Руслана и Людмилу". К. считался да и сам себя считал классиком, "неромантиком". Классицизм его выражался в том, что он выше всего ставил Корнеля и Расина, а также ценил писателей вроде Казимира Делавиня, в котором находил "нечто расиновское". В сущности, по своим воззрениям он мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления. Это видно из его статьи "Размышления и разборы", заключающей в себе его соображения о поэзии вообще, а также очерки поэзии еврейской, греческой, латинской и новоевропейской. Здесь Катенин, как и его мнимые противники, требует от художественного произведения реализма, верного изображения действительной жизни. Разбирая современные ему комедии, К. жалуется на отсутствие в них "правдоподобия" и "натуры". Ему самому приходилось выслушивать от современных критиков, с одной стороны, упреки, с другой — похвалы за "предрасположение к народности", за стремление к простоте и естественности. К. был врагом только того романтизма, "родителем которого на Руси" был Жуковский, "поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских". Шекспира К. не понимал и ставил гораздо ниже франц. классиков. Ср. "Соч. Катенина, писанные в стихах" (ч. I и II, СПб., 1832); E. Петухов, "П. А. Катенин" (биографический очерк в "Историч. Вестнике", 1888 г., № 9); "К истории русского театра. Письма П. А. Катенина к А. М. Колосовой" ("Рус. старина", 1893 г., №№ 3-4).

В. Боцяновский.

Катенины

— русский дворянский род, в старину Котенины. Козьма Гаврилович К. служил Дмитрию Шемяке (1446). Третьян Иванович был воеводою в Чухломе (1512). Александр Андреевич († 1860), генерал-адъютант, был дежурным генералом Главного штаба, а затем генерал-губернатором самарским и оренбургским. О писателе К. см. соотв. ст. Род К. внесен в VI ч. родословной книги Костромской и Владимирской губ. (Гербовник, II, 59).

В. Р.

Катены

(Catenae) — так называется свод толкований нескольких св. отцов на одну или несколько книг св. Писания. Таковы, напр., пользовавшиеся особенною известностью у богословов К. греческих отцов на книги псалмов (1643), на евангелия Матфея (1642) и Иоанна (1630).

Н. Б.

Катер

1) гребной — см. Гребные суда. 2) Паровой — название паровой шлюпки, беспалубной, длиною до 45'. Корпус деревянный, того же устройства, что и гребных судов, если не считать отверстия для винта в кормовом дейдвуде. При длине до 30' обшивка наборная (край на край); до 40' — гладкая однослойная; выше 40' — диагональная двухслойная. Отношение длины к ширине изменяется от 4,2 до 4,7. Углубление в воде изменяется от 2' — 2" до 2' — 4" носом и от 2' — 9" до 3' — 2" кормою. Котел с обратным ходом дыма; машина простая, одноцилиндровая или двухцилиндровая; иногда compound. Индикаторная сила (IHP) машины от 2-6 сил. Скорость хода до 7-8 узлов. Вооружены в носу одною скорострелкою Гогкисса и минным аппаратом в корме (оба — съемные). Паровая шлюпка с постоянным минным аппаратом в носу наз. минным К. Длиною бывает до 60'; отношение длины к ширине до 5. Водоизмещением бывает до 14 тонн. Сила машины (большею частию compound) около 40 индикаторных сил (IHP). Скорость хода до 12 узлов. Употребляется как миноноска — для минных атак во время столкновения с неприятелем, как разведчик (у берегов), сторожевая шлюпка и т. д., для чего на каждом большом военном судне имеется один подобный К. См. Кишкин, "Атлас судовых шлюпок Балтийского флота".

Р. Л-н.

Катерина Прекрасная

— былинная и сказочная жена старого боярина Пермяты (Бермяты), любовница Добрыни Никитича (Гильферд. 694). Их обоих застает на постели Бермята и отрубает Добрыне голову. Тот же рассказ повторяется в былинах с заменой Добрыни — Чурилой Пленковичем (Гильферд. 78). См. Ровинский, "Русские народные картинки".

Катет

— стороны прямоугольного треугольника, составляющие между собою прямой угол. См. Гипотенуза и Треугольник.

Катетер

— инструмент, служащий путем введения его через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь для выведения мочи. Плотные инструменты, употребляющиеся для исследования и лечения мочеиспускательного канала, называются зондами (см.), хотя во Франции под последними разумеются К., а под этим названием зонд, употребляемый при камнесечении. К. бывают металлические (из серебра и нейзильбера), из твердого каучука (английские), из шелку и даже льна. К. à double courant (о двух стволах) суть инструменты, разделенные продольной перегородкой на две части, из которых одна служит для притока, а другая для оттока воды. Такие инструменты употребляются для промывания и непрерывного орошения мочевого пузыря или матки, для чего К. соединяют с ирригатором, наполненным дезинфекционной жидкостью.

Б. А. О.

Катетов Иван Валерьянович

(ум. в 1892 г.) — духовный писатель, воспитанник Казанской духовной академии. Главный труд К.: "Граф М. М. Сперанский, как религиозный мыслитель" (Казань, 1889, магистерская диссерт.).

Катетометр

— прибор для точного измерения вертикальных расстояний между точками при физических опытах, придуманный французскими физиками Дюлонгом и Пти для определения разности уровней ртути в сообщающихся сосудах. Шкала К. устанавливается вертикально, горизонтальный же микроскоп — зрительная труба с небольшим увеличением, способная давать изображение предмета, находящегося от 10 до 50 см от ее объектива, — может передвигаться вдоль этой шкалы, оставаясь параллельною самой себе. Путь, пройденный оправой микроскопа по шкале К., будет при этом равен искомому вертикальному расстоянию двух точек, на которых его пересечение нитей было наведено в обоих крайних положениях. Если обе эти точки на одной вертикальной, то оптическая ось микроскопа может быть горизонтальна или наклонна, только бы наклон этот не изменялся; но первое условие необходимо, если точки на разном расстоянии от шкалы. Конструкция К. подвергалась многократным усовершенствованиям; в типе Фромана шкала может вращаться около вертикального столба, укрепленного в треноге, снабженной установочными винтами, а микроскоп лежит цилиндрическими частями своей трубки на вилках подставки как труба нивелира. Для приведения оси вращения в вертикальное положение служит уровень, прикрепленный к трубке микроскопа, другие два взаимно перпендикулярные уровня укреплены на треноге, чтобы по постоянству их показаний судить о том, что весь прибор не сместился во время передвижения микроскопа. Более совершенная конструкция придана К. Брауэром и Менделеевым ("Упругость газов", 1875). Исходя из того, что цилиндр можно приготовить гораздо правильное, чем призму, прикрепляют шкалу к цилиндрическому столбу, вдоль которого передвигается оправа микроскопа с помощью зубчатой полосы и шестерни. Столб этот сам вращается около вертикальной линии. Вытяжение горизонтального микроскопа не меняется, а он весь двигается вдоль своей оси. Небольшая ошибка в вертикальности шкалы мало влияет на результат измерения, но небольшое изменение угла наклона оптической оси микроскопа влияет сильно. Это обстоятельство заставляет пользоваться К. лишь как компаратором, когда от него требуют наибольшей точности. Рядом с измеряемым расстоянием и в том же удалении от оси вращения К. с двумя трубами ставят вертикальный масштаб; наведя трубы на измеряемые точки, поворачивают всю систему настолько, чтобы в трубы были видны деления масштаба. Тогда можно будет с помощью окулярных микрометров точно измерить расстояния нитей по этому масштабу. См . Dumoulin-Froment, "J. de Physique" (II s., vol, 2).

В . Лермантов.

Катехизические поучения

— см. Катихизические поучения.

Катехин

(Catechin, Catéchine ou acide caté chique, Catechin) — одна из главных составных частей кашу, содержащаяся в различных сортах последнего в количествах от 10 до 20%. Получается в остатке при обработке кашу (лучше всего кубического) холодной водой. Высушиванием этой не растворившейся в воде части, растворением ее в уксусном эфире, выпариванием последнего и последующей перекристаллизацией из воды получается К. в виде бесцветных шелковистых игл, содержащих (по Либерману и Таухерту) 5 частиц кристаллизац. воды. Он плавится при 217°, разлагаясь при высших температурах на пирокатехин и протокатехиновую кислоту, весьма мало растворим в холодной воде, легко в горячей, уксусном эфире, спирте и эфире; водные его растворы не осаждаются клеем и дают на лакмус нейтральную реакцию. Растворы К. в углекислых щелочах быстро поглощают кислород воздуха и делаются темно-красными, выделяющими от прибавления кислот темно-красный аморфный осадок рубиновой кислоты, соединения весьма непостоянного. При употреблении в качестве растворителя едких щелочей выделяется при тех же условиях темно-коричневый, почти черный осадок, нерастворимый в воде, спирте, эфире, разведенных кислотах и щелочах. Осадок этот представляет собою весьма важный в крашении продукт окисления К., так наз. японовую кислоту, весьма мало до сих пор исследованную. Она образуется также при долгом стоянии на воздухе водных растворов К., равно как и при нагревании их с раствором хромпика. Последняя реакция обыкновенно применяется при фабричных способах окрашивания с помощью кашу и имеет место при пропускании пропитанных кашу тканей через нагретый раствор хромпика; образующаяся при этом японовая кислота обусловливает как оттенок, так и чрезвычайную прочность окраски кашу. Химические отношения указаны в ст. Дубильные вещества (см.).

А. Астафьев. Δ .

Катеху-дубильная кислота

(Catechu-gerbsaure, Acide cachoutannique, Catechu-tannic acid) — главная составная часть кашу, которая может быть получена тремя способами: 1) нагреванием катехина с водой до 110°, 2) настаиванием кашу с холодной водой и 3) кипячением измельченного кашу с водой и последующего затем отстаивания в течение нескольких дней для выделения растворенного катехина. Отфильтрованный от катехина раствор выпаривается досуха, растворяется затем в спирте и снова отфильтровывается. Известь удаляется серной кислотой, а избыток последней — углекислым свинцом, после чего следует обработка сероводородом (для удаления следов свинца), эфиром (для осаждения различных камедистых веществ), высушивание и новое растворение в воде. Последний раствор взбалтывают с эфиром для удаления следов катехина, и по испарении получается чистая катеху-дубильная кислота. Она представляет темный красно-коричневый порошок, который во влажном состоянии довольно легко растворяется в воде, легко — в уксусном эфире, спирте и нерастворим в эфире. — Водные растворы осаждаются клеем, разведенной серной кислотой и рвотным камнем. При кипячении со слабой серной кислотой глюкозы не получается, в чем заключается отличие от дубильной кислоты чернильных орешков. С металлическими окислами образует нерастворимые, весьма постоянные, окрашенные соединения или лаки, например: с медными солями — темно-бронзовый осадок, с хлористым оловом — коричнево-желтый, с хлорным оловом — темно-коричневый, с глиноземом - красно-коричневый, с железными солями — зеленовато-серые осадки различных оттенков до черного. Содержание К.-дубильной кислоты в различных сортах кашу разное. В среднем найдено, что бомбейское кашу содержит до 55%, бенгальское от 45 до 50% и кубическое от 35 до 40%. Состав К.-дубильной кислоты, подобно катехину, точно не установлен и выражается вероятной формулой дубильной кислоты (см.).

А. Астафьев. Δ .

Катешвари

— эпитет, придаваемый в Ост-Индии местным божествам у неарийских племен. У маратхов они носят название Ай, у тамильцев — Аммун, у народа телугу — Аммавару. Таким божеством, покровителем деревни (Грама-дева), в некоторых местах служит простой бесформенный камень. В Сев. Индии оно называется К., Ганват, Бхум Сень, Гари-Рам и т. д.

С. Б-ч.

Катиары

(Κατίαροι) — скифское племя всего раз упоминаемое Геродотом.

Катилина

(Lucius Sergius Catilina) — глава заговора, получившего от него свое имя, родился около 109 г. в патрицианской семье, был одним из клевретов Суллы и принимал деятельное участие в его проскрипциях, собственноручно убив своего близкого родственника Кв. Цецилия и Мария Гратидиана. Растратив свое состояние, К. выгодно женился, но вскоре промотал имущество жены и впал в большие долги. В 73 г. К. судился по обвинению в преступной связи с весталкой Фабией, но был оправдан. После претуры (68) он получил (67) в управление Африку и так притеснял ее, что провинциалы подали на него жалобу, не приведшую, впрочем, к осуждению К. Порвав с аристократией, К. примкнул к крайней фракции демократической партии, в которой было много лиц, ему подобных. Был составлен план произвести, пользуясь отсутствием Помпея, государственный переворот, долженствовавший дать демократической партии торжество, а вождям его — власть и деньги (путем уничтожения долговых обязательств и конфискации имуществ противников). На основании многочисленных данных можно считать несомненным участие в заговоре Ю. Цезаря и Красса. По-видимому, они не прочь были воспользоваться для своих целей содействием на все готовых приверженцев К., хотя и стояли благоразумно на втором плане. К К. примкнули Публий Корнелий Сулла и Публий Автроний Пэт, выбранные в консулы на 65 г., но лишенные консульства вследствие открывшегося подкупа ими избирателей. К. хотел (65) убить консулов Л. Котту и Л. Торквата и часть сенаторов и доставить власть своим приверженцам. Когда этот первый план не удался, К. выступил кандидатом на консульство в 63 г., но без успеха: консулами были выбраны М. Туллий Цицерон и Г. Антоний, приверженец К., которого Цицерон постарался привлечь на свою сторону, без жеребьевки предоставив ему богатую Македонию, что было очень кстати для поправления расстроенных денежных дел Антония. Раздраженные неудачею, заговорщики постановили действовать решительнее: К. стал собирать в Фезулах под начальством храброго Гая Манлия солдат и оружие и решил выступить снова кандидатом на консульство, убить во время комиций Цицерона и во что бы то ни стало добиться власти. Через любовницу одного из заговорщиков этот план стал известен Цицерону, и 21-го октября сенат дал консулам чрезвычайную власть для охранения государственного порядка. 28 октября, в день выборов, Цицерон явился на Марсово поле в сопровождении вооруженного отряда, и план К. снова не удался. Между тем восстание в Этрурии уже началось, и медлить долее в Риме было опасно. Задуманное К. на 7 ноября убийство Цицерона опять не удалось, и Цицерон произнес в сенате свою первую знаменитую речь против К., которого он в лицо обвинял в заговоре. Катилина бежал в Этрурию и провозгласил себя там консулом, после чего Цицерон на форуме сказал 2-ю речь, а сенат объявил К. и Манлия врагами отечества. П. Корнелий Лентул, оставшийся в Риме главой заговора, сделал крупную ошибку, завязав сношения с пребывавшими тогда в Риме послами галльского племени аллоброгов и дав им письма к вождям их племени. Аллоброги все открыли правительству, которое при выезде галлов из Рима (в ночь с 2 на 3 декабря) арестовало их отобрало столь нужные ему в то время письменные улики против заговорщиков. Лентул и еще три заговорщика (Цетег, Габиний и Статилий) тотчас были арестованы, и 5 дек. сенат по предложению Цицерона своею властью, вопреки закону, осудил их на смерть. В пользу казни говорили Цицерон (4-я катилинарская речь) и Катон, а против — Г. Юлий Цезарь, едва не лишившийся за это жизни при выходе из курии. Схваченные заговорщики были в тот же день казнены, и дело К. было проиграно в Риме. В начале следующего года сам К., армия которого, ранее состоявшая из 2 легионов, теперь значительно поредела, был при Пистории разбит правительственными войсками Кв. Метелла и консула Антония и пал в битве. Заговор был подавлен; Цицерон считал себя спасителем Рима и получил имя "отца отечества". Источники наших сведений о К. (главным образом Цицерон и Саллюстиево сочинение "Bellum Catilinarium") страдают односторонностью и оставляют не вполне выясненными некоторые вопросы, напр. о политической программе заговорщиков и об отношении к ним Цезаря. См. Hagen, "Catilina" (Кенигсб., 1854); M érimée, "Etude de la guerre sociale et de la conjuration de Catilina" (1855); Wirz, "Catilina's und Cicero's Bewerbung um den Konsulat fü r das J. 63" (Иена, 1864); Beesly, "Catilina as a party leader" ("Fortnightly Review", июнь, 1865); С. Thiaucourt, "Etude sur la conjuration de Catilina de Salluste" (Париж, 1887).

Катина

(Nicolas Catinat, 1712) — французский маршал; в 1687 г. отличился при осаде Филипсбурга; в 1690 г. разбил принца Евгения при Штаффарде; в следующем году нанес союзникам новое поражение между ручьями Эйзоль и Нон. Способствовал заключению 29 августа 1696 г. отдельного мира Франции с Савойею. Командуя войсками во Фландрии, в 1697 г. взял крепость Ат. В 1701 г., командуя итальянскою армиею, К. был крайне стесняем инструкциями из Парижа и недостатком вещевых и денежных средств. 9 июля 1701 г. он был разбит принцем Евгением Савойским, после чего был заменен маршалом Виллеруа, но, оставшись при армии, помогал новому начальнику своими советами; в 1702 г. начальствовал в Эльзасе. Несмотря на крутой нрав, К. пользовался любовью солдат за бескорыстие и готовность разделять с ними все труды и опасности.

Катиф

(эль-Катиф) — см. Аль-Катиф.

Катихизис, катехизис

(κατηχήσις) — оглашение, изустное наставление в христианской вере обращающихся к церкви, дотоле разно мысливших с нею. Оно необходимо предшествует крещению, составляющему акт самого вступления в церковь. Оглашаемые (κατηχουμένοι) имеют право присутствовать на литургии, но лишь при совершении первой ее части, называемой "литургией оглашенных". Памятниками катихизации древней церкви служат катихизические поучения Кирилла, епископа Иерусалимского (IV в.), и "огласительное слово" (λόγος κατηχητικός) св. Григория Нисского. Уже в древней церкви существовали сочинения по методике катихизации; таковы, напр. некоторые главы в "Словах о священстве" Златоуста и соч. блаж. Августина "De cathechisandis rudibus" ("О том, как наставлять в вере людей простых"). Позже название К. усвояется книге, утвержденной высшею церковною властью в качестве руководства элементарного обучения вере самих христиан. Большею частью она излагается в вопросах и ответах. К. служат также символическими книгами каждой церкви, т. е. такими, которые содержат в себе учение, признание которого обязательно для каждого члена церкви или вероисповедания. Таковы в православной церкви — "Православное исповедание веры", изданное киевским митрополитом Петром Могилою, К. московского митрополита Платона (малый и большой), московского митрополита Филарета (малый и большой), у протестантов — К. Лютера (малый и большой), у католиков — "римский К." (Cathechismus Romanus), изданный первоначально Папою Пием V в 1566 г., а также "исповедание веры" Триентского собора (confessio fidei Tridentini). По К. обыкновенно происходит школьное обучение Закону Божию во всех вероисповеданиях; в России с 1867 г. это не обязательно, и каждый законоучитель может преподавать по собственному руководству, выполняющему утвержденную программу (см. Закон Божий). С. Ширский, "О преподавании Закона Божия" (1876); Mayer, "Geschichte der Kathechumenets" (1857); Palmer, "Evangelische Kathechetik" (1864); Probst,"Lehre und Gebet in den drei ersten C hristl. Jahrhunderten" (1871); его же, "Kathechese und Predigt vom Anfang des vierten Jahrhunderts" (1884); Августи, "Von der Homelie in der alten christlichen Kirche" (статья в "Denkw ü rdigkeiten aus der Christi. Archдologie".

H. Б-в.

Катихизические поучения

— один из видов церковной проповеди в настоящее время, имеющий предметом возможно упрощенное и общепонятное объяснение катихизиса (символа веры, молитвы Господней, заповедей блаженств, десятословия и т. д.) для народа. Составление и произнесение К. поучений составляет одну из главнейших обязанностей приходского священника. Гомилетика (соч. Амфитеатрова) предлагает подробную теорию этого рода проповедей. "Книга о должностях пресвитеров", изд. Синодом, особенно рекомендует эротематический метод изложения в них; но в обильной у нас литературе проповедей этого рода единственное издание, составленное по эротематическому методу, — "Поучение на молитву Господню" свящ. Алексея Васильева (1872). Образцы К. поучений см. в "Гомилетической хрестоматии" Я. Зарницкого (СПб., 1891).

Н. Б-в.

Катич Димитрий

— сербский политический деятель (1843—99). С 1874 г., с перерывами, был депутатом скупщины; сперва принадлежал к либеральной партии, потом вместе с Тодоровичем, Пашичем и др. был одним из основателей радикальной. Истинный и последовательный демократ, он всю жизнь оставался крестьянином и мелким торговцем, не стремясь сделаться политическим деятелем по профессии; был наиболее уважаемым членом своей партии, никогда не соглашавшимся на компромиссы с правительством ради портфеля или иной награды. С 1889 г. до переворота 1894 г., вовсе устранившего его на несколько лет с политического поприща, он был то вице-председателем, то председателем скупщины.

Катище

— см. Плот.

Каткарт Вильям Шау

(граф Cathcart) — британский генерал и дипломат (1755-1843), участвовал в войне против Сев.-Амер. Штатов и в походах против Франц. республики. В 1807 г. под его начальством находились отправленные в Копенгаген сухопутные войска; датское правительство допустило их высадку, но отказалось выдать свой флот, вследствие чего К. начал страшную бомбардировку беззащитного города. В 1812 г. К. был отправлен посланником в Россию и в свите имп. Александра совершил походы 1813 г. и 1814 г.

Каткарт Георг

(Cathcart) — англ. ген. (1794-1854), младший сын Вильяма К.; в 1813 и 1814 гг. находился в главной квартире союзников и собранные при этом интересные наблюдения изложил в сочинении: "Commentaries on the war in Russia and Germany in 1812 and 1813" (Л., 1850). В 1815 г. участвовал в сражении при Ватерлоо. Командовал войсками, подавившими Канадское восстание (см. Канада). В 1852 г. Каткарт был послан в Капскую колонию и руководил там военными действиями против кафров, о чем его сочинение "Correspondence relative to his military operations in Kaffra r ia" дает много сведений. В Восточную войну он командовал 4-й дивизией британской армии и был убит в битве при Инкермане.

Катки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Катков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каткюль

— дер. Эстляндской губ., Везенбергского (Вирляндского) у., известна находящеюся близ нее самою старинною в Эстляндской губ. церковью св. Симеона, построенною датчанами в начале XII стол., вскоре после завоевания ими Эстляндии. Дворов 45, жит. 580; школа.

Катлабух

(Катлабуг, Котлабух) — озеро лиманного характера на левом берегу Дуная, в Измаильском у. Бессарабской губ., имеющее до 22 в. в длину и до 7 в. в ширину; принимает в себя две речки того же названия (Большой и Малый К.). Берега К. сложены из третичных известняков (разрабатываемых каменоломнями в с. Ташбунаре), прикрытых песками и глинами с гипсом. На северном берегу К. оканчивается так наз. Траянов вал.

П. Т.

Катманду

(Khatmandoo, Kathmara) — столица независимого индийского государства Непала, в гористой стране, под 27°42' с. ш., тянется на 2 1/5 км вдоль реки Вишнумати; много буддийских храмов и дворец непальского раджи. Жителей 50000.

Като Хироюки

— один из японских прогрессистов, род. в 1836 г. в Токио, изучил нем. яз., которому обучал императора; перевел "Государственное право" Блунчли, написал несколько разносторонних трудов и основал посвященный современным научным вопросам журнал "Tenso ku".

Като-Камбрези

(Le Câteau-Cambré sis или просто Le C â teau) — гор. во франц. Северном департаменте на р. Селль, притоке Шельды; 10544 жит. (1891); значительная шерстяная и хлопчатобумажная промышленность; шали, шелковые ткани; пивоваренные и кожевенные заводы; оживленная торговля каменным углем, железом и вином. В 1559 г. здесь заключен был мир между Францией с одной, Испанией и Англией с другой стороны, по которому Генрих II Франц. и Филипп II Исп. вернули друг другу свои завоевания, сделанные с 1552 г. (Францией было возвращено около 198 укрепленных мест и все герцогство Савойя, где восстановлен был Филиберт); Кале уступлен был Англией Франции с тем, чтобы последняя через 8 лет или вернула город, или уплатила Англии 50000 крон. Ср. de Ruble, "Le trait é de Câ teau-C." (П., 1889).

Катод

— см. Анод.

Катодные лучи

— см. Электролюминесценция.

Каток

— 1) Станок для катки белья: по скалкам, которые служат катками, ходит ящик с каменьями или иной тяжестью. — 2) Расчищенное на льду место для катания на коньках (см.).

Католикос

(греч. καθολικός) — титул верховных иерархов автокефальной церкви грузинской, который был им усвоен вслед за приобретением этою церковью независимости от патриархата Антиохийского при царе Вахтанге Горгаслане (446-499). Когда груз. церковь вошла в состав церкви русской, высший иерарх ее с 1811 г. сталь называться екзархом (см.). Неизвестно с точностию, с какого именно времени, но не позже половины VI в. титул К. усвояется также верховному иерарху церкви армянской (см.). Первым К. по присоединении Эчмиадзина к России был патриарх Давид, за которым следовали патриархи-К.: Иоаннес до 1842 г., Нерсес с 1843 до 1857 г., Матеос с 1858 до 1865 г., Кеворк IV с 1865 до 1882 г., Макарий с 1885 до 1891 г. и Мктрич Хримиан с 1892 г. Некоторое время (в V в.) К. назывался у сирийских несториан глава их церкви. Наконец, по словам Константина Багрянородного (в его соч. "О церемониях византийского двора"), это же название носил глава еретиков в Албании.

Н. Б-в.

Католицизм

(catholicisme), или католичество — система догматов, учреждений, канонов и обрядов католической церкви (см.).

Католицизм в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Католическая церковь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Католические народные партии

1) политическая партия в Австрии. Отделилась в 1895 г. от "клуба Гогенварта" (см. Консервативная партия), преследуя специально интересы католической церкви в Австрии; вожди ее — Дипаули и Эбенгох; состояла преимущественно из немецких депутатов от Тироля, Форарльберга и вообще запада и юго-запада. На выборах 1897 г. она получила 27 мандатов. В том же 1897 г. она, не заключая формального союза, вела общую с чехами и поляками борьбу против немецких партий и поддерживала м-во Бадени в его политике уступок чешскому языку. Среди избирателей это вызвало недовольство, и партии пришлось смягчить свое антинемецкое направление. В 1901 г. число ее депутатов понизилось до 23. После этого она слилась с небольшой группой "центра" в клуб "католического центра"; старшиной его избран Теодор Катрейн.

2) Политическая партия в Венгрии; образовалась в 1893 г. под предводительством гр. Фердинанда Зичи; боролась с либеральным церковным законодательством и вообще была в решительной оппозиции правительству. Численность ее и значение невелики.

В. В—в.

Католический социализм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Католическое величество

— титул, который носили многие из испанских королей еще со времен Толедского собора 589 г. Постоянным титул К. величества сделался для них лишь со времен Папы Александра VI, как воспоминание об окончательном торжестве Испании над маврами.

Католиш-Геннерсдорф

— см. Геннерсдорф.

Катон Валерий

(Valerius Cato) — римский грамматик и поэт, р. около 90 г. до Р. Х.; был вольноотпущенником, занимался обучением знатных юношей поэзии. Написал несколько риторических сочинений и поэм, из которых упоминаются разными авторами: "Indignatio", "Lydia", "Diana".

Катон Марк Порций

(обыкновенно называемый Младшим, также Утическим — Cato Uticensis) — правнук К.-цензора, род. в 95 г. до Р. Х., рано потерял отца и дядю, взявшего его в дом свой, и уже мальчиком выказал твердость характера перед диктатором Суллою. В 72 г. К. отличился в войне против восставших рабов, в 67 г. был военным трибуном в Македонии, где беседы с философом Афинодором Кордилионом значительно расширили его образование. В сопровождении Афинодора К. вернулся в Рим, занимался философиею и судебными речами и старался приобрести практические знания; за 5 талантов он купил книгу о заведовании казною и в 65 г., когда получил квестуру, оказался хорошо к ней подготовленным. Как квестор, К. проявил величайшую добросовестность в связи с необыкновенною деятельностью. В следующем году К. снова посетил Восток. В 62 г., будучи народным трибуном, К. обвинил консула Мурену в подкупе, стоял за казнь приверженцев Катилины, чем навлек на себя ненависть Цезаря; старался парализовать расточительность демагогов раздачею громадных запасов хлеба сенатом; противился оказанию чрезмерных почестей Помпею, но безуспешно, так как он имел против себя соединенную силу Цезаря и Помпея, а на своей стороне — лишь обремененную долгами и робкую знать (nobilit a s). Все его старания привели лишь к тому, что Помпей теснее примкнул к Цезарю: составился первый триумвират, и сенат, бывший выразителем убеждений и желаний К., оказался одиноким и бессильным. В 58 г. К. по интригам приверженцев Цезаря был послан на о-в Кипр, чтобы прогнать оттуда царя Птолемея, что он и исполнил, вернувшись с богатою добычею и получив от сената благодарность. Последующие годы пошли на тщетные усилия К. добиться должностей для людей своей партии: также неудачны были все его попытки противодействия триумвирам; он предлагал даже выдать Цезаря вероломно обманутым им германцам. В 54 г. К. сделался претором, строго наблюдал за правильностью выборов, противодействовал монархическим притязанием Помпея, но в 52 г. подал голос за избрание его единым консулом. В процессе Анния Милона (см.) К. был за оправдание убийцы Клодия. Когда началась гражданская война, К. был против уступок Цезарю и вместе с Помпеем бежал из Рима, надев с этого дня "траур по погибели отечества". Он должен был защищать Сицилию, но, не желая напрасного кровопролития, оставил ее и с одним легионом отправился к Помпею. Честный и неподкупный республиканец, К. оказался в войске Помпее неудобным; он оставил его и переправился на Родос, заявив Помпею, что победа любой партии одинаково огорчила бы его. Помпей отнял у него начальство над флотом. В битве при Фарсале К. не участвовал. Узнав о смерти Помпея в Египте, К. переправился в Африку, где войско хотело его выбрать главнокомандующим, но он отказался в пользу Сципиона. Сам он остановился в Утике, чтобы защищать ее от врагов внутренних и внешних. 8 апреля 46 года он узнал о битве при Фапсе; он собрал бывших в городе римлян, и они заявили о своем желании продолжать борьбу, но вскоре в городе пошли волнения и заговорили о выдаче сенаторов. За К. хотели просить милости у Цезаря, но он это отклонил, говоря, что он не побежден и не преступник. Он помог всем желавшим спастись бегством; при нем остались лишь сын его и два философа. Их он поручил проквестору Луцию Цезарю, рассуждал о стоических правилах и стал читать Платонова "Федона", после чего заснул. Проснувшись около полуночи, он послал вольноотпущенника посмотреть, все ли корабли вышли из гавани; получив утвердительный ответ, он пронзил себя мечом. Рана была не смертельна; домашние сбежались при шуме от падения, и врач наложил ему повязку, но он сорвал ее и истек кровью. К. похоронили на берегу моря и позже поставили ему здесь памятник. И друзья, и недруги его отдают справедливость его твердости и постоянству; Цицерон хвалит его красноречие. Республике он пожертвовал всем, даже совестью (ограбив по поручению сената Кипр), и когда он понял, что ей пришел конец, он не хотел пережить ее. Из написанного им сохранилось лишь письмо к Цицерону (Cic. ad. Fam. XV , 5). Плутарх написал его биографию. От первой жены, Атилии, у него было двое детей: знаменитая Порция, супруга М. Брута, схожая с отцом по привязанности к республике и чистоте нравственной, убившая себя после смерти мужа, и сын, М. Порций К., помилованный Цезарем, но принявший потом сторону Брута и погибший при Филиппах. Ср. Wartmann, "Leben des Cato von Utica" (Цюрих, 1859); Gerlach, "Marcus Portius Cato der J ü ngere" (Базель, 1866).

А. M. Л.

Катон Старший

Статья большая, находится на отдельной странице.

Катона Иожеф

(Joseph Katona) — венгерский драматург (1792-1830), написал несколько драм, имевших большой успех: "B ánkbá n" (1821), "Стефан I, король венгерский" (1813), "Разрушение Иерусалима" и др. См. Р. Gyulai, "J. К. und seine Trag ödie Bankban" (1883).

Катона Стефан

(Katona; 1732-1811) — аббат, венгерский историк. Главные труды его, до сих пор сохранившие свое значение для венгерской историографии: "Synopsis chronologica" (1771, 1775), "Historia critica regum Hungariae" (40 т., 1779-1817), "Orationes" (Пешт, 1813). См. F é jer, "Memoria St.Katonae" (Пешт, 1812), Joan. Nep. St öjer, "Scriptores Provinciae Austriacae Societatis Jesu" (B. 18 56); ст. Alex. Flegler'a, в "Historische Zeitschrift" Зибеля (т. XVIII, 1867).

Катоптрика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каторга, каторжные работы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Катоуба

(Catawba) — р. в Сев.-Амер. Шт., вытекает из Синих гор в зап. части штата Южная Каролина, направляется к Скалистым горам; извиваясь далее, носит название Уотери (многоводной); еще дальше, соединясь с Кангари, образует р. Санти, под каковым именем и впадает в Атлантический океан. Длина течения 1050 км; принимает справа Малую, или Южную К.; вдоль берегов ее встречаются золотые россыпи.

Катр-бра

— группа домов на пересечении шоссе из Шарлеруа в Брюссель и из Намюра в Нивель. 16 июня 1815 г. у К. в течение целого дня происходило сражение между французскими войсками, предводимыми маршалом Неем, и союзными, которыми начальствовал сначала принц Оранский, потом герцог Веллингтон. Несмотря на решительные и храбрые атаки французов, союзники удержались на своих позициях и отступили лишь на другой день, когда Веллингтон узнал о результате боя при Линьи.

Катран

или Морская капуста — см. Капуста.

Катрей

(Κατρεύς) — старший сын Миноса и Пасифаи (или Креты), наследовавший отцу на о-ве Крите. Так как К. было предсказано, что он погибнет от руки сына, то сын его Алфемен добровольно удалился на о-в Родос. На старости лет К. поехал на Родос за Алфеменом, но, выйдя на берег, вступил в спор с пастухами. Алфемен явился на помощь пастухам и, не ведая, убил отца. Узнав, что он сделал, Алфемен с горя умер (или же его поглотила земля).

Р. Л.

Катрейн

Теодор (Kathrein) — австр. политический деятель, род. в 1842 г. в Южн. Тироле, был адвокатом и журналистом, в 1883 г. избран в австр. рейхсрат и впоследствии примкнул к клубу Гогенварта. К. — энергичный и влиятельный защитник интересов католич. церкви. В продолжение многих лет он был членом бюджетной комиссии и главным ее докладчиком, а также вице-президентом палаты депутатов.

Катрейн Виктор

(Cathrein) — католический писатель (род. в 1845 г. в Швейцарии), член иезуитского ордена, священник, профессор нравственной философии в различных духовных учебных заведениях. Много пишет по общественным вопросам, борясь с социализмом во имя религии и настаивая на необходимости для церкви взять в свои руки дело социальной реформы в интересах работающих классов; является безусловным сторонником сохранения частной собственности. Главные его труды: "Die englische Verfassung" (1881); "Die Aufgaben der Staatsgewalt und ihre Grenzen" (1882); "Die Sittenlehre des Darwinismus" (1885); "Kritik der Ethik H. Spencers" (1885); "Moralphilosophie" (1890—1891, 3 изд., 1899); "Religion u nd Moral" (1900); "Philosophia moralis in usum scholarum" (4 изд., 1902); "Der Sozialismus" (7 изд., 1898); "Das Privateigenthum und seine Gegner" (3 изд., 1896); "Durch Atheismus zum Anarchismus" (2 изд., 1900); "Glauben und Wissen" (1903; все изданы во Фрейбурге).

В. В—в.

Катрейн Теодор (дополнение к статье)

(Kathrein) — с 1901 г. был старшиной только что образовавшегося клуба (партии) католического центра (см. выше Католич. народн. партии); в 1904 г. назначен ландесгауптманом (губернатором) Тироля; в этой должности старался примирить тирольских немцев с итальянцами, делая мелкие уступки последним, но решительно противясь разделению Тироля на две провинции (чего желают итальянцы).

Катрмер

Этьенн-Марк (Quatremиre, 1782-1857) — знаменитый франц. ориенталист, профессор греческой литературы в Руанском факультете, позже профессор семитических языков в Coll è ge de France. Многосторонний знаток вост. и зап. языков, К. отличался и выдающимся остроумием в анализе частностей. Главные труды его: "Recherches sur la langue et la litt é rature de l'Egypte" (Пар., 1808); "Mémoires géographiques et historiques sur l'Egypte" (1811); "Observations sur quelques points de la gé ographie de l'Egypte" (1812). К. издал историю монголов Решид-Эддина в "Collection orientale" (1837). После смерти К. Barthйlemy Saint-Hilaire изд. его "M élanges d'histoire et de philologie orientale" (1861).

Катрмер-де-Кенси

(Антуан-Кризостом Quatremиre de Quincy, 1755-1849) — франц. писатель по части искусства. До революции был советником суда в Шателэ. Сделавшись членом законодательного собрания, выказал себя защитником монархических принципов, и, как участник восстания против конвента, осужден на смерть, но спасся бегством; в 1797 г., как член Совета пятисот, вновь подвергся суду и бежал, чтобы спастись от ссылки в Кайенну. Позже был избран генеральным секретарем Сенского департамента. Главнейшие его труды: "Dictionnaire de l'architecture" (3 т., 1786-1828), "Le Jupiter olympien" (1814), "De la nature, du but et des moyens de l'imitation dans les beaux arts" (1823), "Monuments d'art anti que" (1826-28), "Vie des plus célè bres architectes" (1830), биографии Рафаэля (1824), Микеланджело (1835), Кановы (1834).

Катру

Франсуа (Catrou, 1659-1737) — иезуит, франц. писатель. Его труды: "Histoire g éné rale de l'empire du Mogol" (1702), по португальским мемуарам Манучи; "Histoire romaine" (Пар., 1725), в сотрудничестве с Р. Rouill é; "Histoire du fanatisme des religions protestantes" (П., 1707).

Катрфаж

(Jean Louis Armand de Quatrefages do Bré au) — известный французский зоолог и антрополог (1809-91), воспитывался в Турнонском лицее, а затем на медицинском факультете Страсбургского университета. В 1832 г. он получил степень д-ра медицины и, поселившись в Тулузе, занимался медицинской практикой, причем, однако, интересовался и сравнительной анатомией, по которой им было представлено Парижск. акд. исследование об Anodonta, доставившее ему звание доцента зоологии в Тулузском унив. С этих пор К. оставил медицину и в 1840 г. переселился в Париж, где получил возможность значительно пополнить свои зоологические сведения и совершить несколько поездок к берегам моря для изучения морской фауны. Поездки эти дали материал для нескольких специальных мемуаров и в особенности для большой монографии о кольчатых червях ("Histoire naturelle des annelides etc. ", 3 т., с 398 рис.). Им собраны были также наблюдения над свечением морск. животных, а затем он был одним из первых инициаторов по искусственному рыбоводству во Франции. В 1858-59 гг. К. был командирован на Ю. Франции для изучения болезней шелковичного червя, результатом каковой поездки явились обширные мемуары со многими рисунками "Etudes" и "Nouvelles recherches sur les maladies du Ver-a-soie"). В 1849 г. К. был назначен преподавателем ест. наук в Лицее Генриха IV, в 1852 г. избран членом Академии наук, а в 1859 г. получил кафедру антропологии в музее естеств. истории. Это последнее назначение заставило его сосредоточиться исключительно на естеств. истории человека, которою он интересовался и раньше. В 1861 г. им был издан один из его курсов, под заглавием "Единство человеческого рода" (переведено и на русский яз., так же как и написанные им ранее "Превращения в мире животных и человека"). Из последующих его трудов назовем: "Les Polynesiens et leurs migrations" (1865); "Ч. Дарвин и его французские предшественники" (1870); "L'Esp é ce humaine" (1889, 9-ое изд.); "Hommes fossiles et hommes sauvages" (1884) — собрание статей, напечатанных ранее в периодических изданиях и касающихся древности человека, папуасов, негритосов, полинезийцев, тодов Индии и финнов); "Les pygmes" — разбор древних и новых сведений о малорослых племенах, особенно Африки и Южн. Азии (1887); "Histoire g éné rale des races humaines" (1887-89, 2 т., со множ. рисунков). В 1873-80 гг. в сотрудничестве с Ами (Hamy) им обработан обширный труд "Crania ethnic" ("Расовые черепа"), результат изучения краниологических коллекций Парижского музея (большой том in 4° с атласом из 100 таблиц in-folio). К. принадлежит значительное участие в разработке вопроса о древности человека в Европе. В последние годы своей жизни К. состоял почетным президентом Парижского географического общества. Он был в Москве в 1879 г., по поводу бывшей тогда антропологической выставки, когда им прочитан был и реферат об остатках ископаемого человека в Бразилии. Горячий патриот, К. был крайне возмущен бомбардировкой немцами Парижа и написал брошюру "La race prussi è nne", в которой доказывал, что пруссаки — онемеченные славяне, литовцы и финны. Весьма симпатичный по своему характеру, пользовавшийся всеобщим уважением, прекрасно владевший даром слова К. не был, однако, таким ученым, с именем которого связана была бы новая эпоха в науке. В этом отношении Дарвин, Брока, Вирхов — должны быть поставлены много выше его. К. шел по проложенному уже пути, руководился установленными методами, и его лучшие труды имеют характер обобщений или анализа материалов, собранных большею частью другими. К. был поборником обособленного "Царства человека", признавал за одно из главных отличий человека — его "religiosit é " и заявил себя противником Дарвина и его теории, хотя в такой форме, что сам Дарвин относился к нему с уважением. Летом 1894 г. на месте его родины К. воздвигнут памятник.

Д. А.

Катс

Яков (Cats, 1577-1660) — один из популярнейших поэтов Голландии. Был адвокатом, потом профессором в Лейдене, попечителем Лейденского университета, в 1627 г. посланником в Англию, с 1636 г., в очень тяжелые для Голландии времена — великим пенсионарием Голландии, выказав на этом посту не столько дарования, сколько полнейшее беспристрастие и честность. Его труды: "Emblemata en Zinnebeelder" (Миддельб., 1618); "Zelfstryd " (Миддельб., 1620, 1621); "Huwelyk" — главное произведение его (1628); "Proteus of Zinne en Minnebeelder" (Роттердам, 1627); "Trowring" (Дортрехт, 1634); "Tachtigjarig Leven Huishouding of Zorgvliet" (Амстерд., 1656-1657). Его поэтическая автобиография, написанная им на 82 году жизни, вышла в свет в 1709 г.

Катсена

(Katsena) — пров. гос. Сокото в Судане; красивая, холмистая, отличающаяся здоровым климатом страна между Нигером и оз. Чад. Гл. г. того же имени, с 7-8000 жит.

Катскиль

(Catskill Mts) — горы в сев.-амер. шт. Нью-Йорке, принадлежат к системе Аппалачских гор; самые высокие вершины их: Раунд, Тор и Хай-Пик, около 4000', краснопесчаниковой, девонской системы; вершины широкие, скалистые, крутые скаты, пропасти, обрывы и живописные водопады; охотно посещаются туристами.

Катт

Анри-Александр d(e Catt, 1725-1795) — чтец и частный секретарь при Фридрихе Великом, родом из Швейцарии, с 1758 г. состоял при Фридрихе Великом, помогая ему в его литературной корреспонденции. В 1780 г. внезапно лишился расположения короля. Его дневники за время Семилетней войны составляют ценный источник, но в своих "мемуарах", написанных почти 30 лет спустя и обнимающих 1758-1760 гг., он часто уклоняется от истины. Критическое издание обоих сочинении дал Р. Козер в 22-м томе "Publikationen aus den k ö niglich preuss. Staatsarchiven", под заглавием: "Unterhaltungen mit Friedrich d. Gr. Memoiren und Tageb ü cher von Heinrich de C." (Лпц., 1884). Перевод, с критическим выбором: "Gespr ä che Friedrichs d. Gr. mit H. de C. und dem Marchese Luchesini, herausg. von Bischoff" (Лпц., 1885).

Катта-курган

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каттадиа

— жрец злых духов на Цейлоне (у сингалезов). Сингалезы верят в существование двух классов полубогов. Одни, обитающие в водах и населяющие гору Меру, благосклонны к человеку и даже почитают Будду, который когда-то принял (в одно из прежних своих нарождений) форму такого Якшьйо. Противоположными свойствами обладают Якка — виновники всяческих бед. Каждое несчастие или болезнь имеют виновником особого демона (Санне), которого приходится умилостивлять для предотвращения еще не наступившей беды или, если она уже пришла, то для ее скорейшего минования. Церемонии, требуемые обычаем, совершает при этом К. См. Tennant, "Christianity in Ceylon" (стр. 232). С. Б-ч.

Каттак

(Cattack, Cuttack) — гор. и резиденция раджи в Индии, в округе того же имени, в провинции Орисса Бенгальск. през., на р. Маханадди. Славится фабриками золот. и серебрян. филигранных изделий. Высшая школа, юридич. школа и коллегия. Жит. 60000.

Каттак-Махалы

(Kattack-Mehals) — так называются 20 даннических государств на З. Ориссы, в Брит. Индии. Общее простр. 42000 кв. км, населения 1500000.

Каттакурган

— см. Катта-курган.

Каттан

— одно из третьестепенных индусских божеств или демонов (так назыв. грамадеватас); незаконный сын брахманки, которая оставила его на произвол судьбы. Мальчика подобрали и воспитали парии. Когда он вырос, он сделался колдуном. Кончил жизнь самоубийством и затем был обожествлен как слуга демона-женщины Мари, или Марьяммы, к которой он направляет всех самоубийц. К. является предметом суеверного ужаса; для умилостивления его приносят в жертву петухов и козлов.

С. Б-ч.

Каттанео Данезе

(Cattaneo; 1509-1573) — итальянский поэт и ваятель, написал поэму "L'amore di Marfisa". Ему принадлежит могильный памятник дожа Лоредано в церкви Сан-Джованни Паоло в Венеции и алтарь в церкви Сант'Анастазия, там же.

Каттанео Джованни-Мария

(Cattaneo или Catanaeus) — ученый итальянский гуманист, род. в конце XV в., † 1529, ученик Павла Мерулы и Димитрия Халкокондилы, написал комментарий к письмам и панегирику Плиния Младшего, сделавший его сразу знаменитостью (напеч. 1500 в Венеции, 1506 в Милане). Перевел 4 диалога Лукиана, речи Исократа, "Прогимнасмата" Авфония; написал латинское стихотворение в похвалу города Генуи.

Каттанео Карло

(Cattaneo; 1801-1869) — итальянский писатель и политич. деятель; издал "Varietа chimiche per non chimici" и "Notizie naturali della Lombardia" (Милан, 1844). В 1848 г. К. руководил защитою Милана против австрийцев, потом бежал в Лугано, где написал "Storia della revoluzione del 1848" и редактировал "Archivo triennale delle cose d'Itallia dall'avvenimento di Pio IX all'abandono di Venezia" (Каполаго, 1850-56). Трижды избранный депутатом, К. не был фактически членом палаты, так как не хотел принести присягу. Написал еще "Ugo Foscolo e l'Italia" (Мил., 1861); "Della pena di morte" (1860); "Alcuni scritti" (1860); "Studi, versi, commenti" (1859). Собрание его "Opere edite ed inedite" издал его ученик Бертани (Флоренц., 1881 сл.).

Каттанео, род

— русский дворянский род, происходящий от Маркезелло К., генуэзского дворянина, жившего в 1197 году. Его потомки имели титул графов де Марчиазо. В конце XVIII в. Марк-Антонио К. переселился в Польшу, где получил права дворянства. Род К. внесен в VI часть родословной книги Волынской губ.

Каттани да Диаччето

(Cattani da Diacceto): 1) Франческо (1446-1522), ученик Марсилио Фичино, оставил ряд сочинений по платоновской философии (издан. Базель, 1563) и "Tre libri d'amore" (Венеция, 1561, с жизнеописанием автора, написанным Varchi). 2) Франческо Младший, внук предыдущего, доминиканец, епископ Фьезольский, участник Триентского собора, † 1595. Ему принадлежат сочин. о превосходстве папского авторитета над собором, о суеверии, магии и др., равно как и (очень редкий) латинский перевод "Hexameron" Г. Амбросия (Флор., 1558).

Каттаро

(Catt aro, слав. Котор, лат. Ascrivium) — гор. в Австрийской Далмации, при самой дальней из шести бухт, объединяемых под названием Бокка ди Каттаро, у подножья горы Ловчен (1759 м), крепость и военная гавань; около 3 1/2 тыс. жителей. Пароходное сообщение с Триестом. Перестроенная (1220) католическая коллегиатская церковь в византийском стиле; м-рь францисканцев, театр, сербохорватская гимназия, мореходное училище, две народных школы, богадельня. При зап. входе в бухту лежит крепость Кастельнуово (слав. Ерцег Нови), построенная в 1375 г., с старинными стенами и основанным в XVI в. православным м-рем св. Саввы. Находящийся на высоте 260 м над К. со стороны суши форт Сан-Джованни соединен с городом небольшими, построенными на скалах крепостцами и стенами и защищает его от нападений горцев Кривошья и Черногории. Из К. ведет обозный путь в Цетинье. — Предполагают, что К. существовал еще до завоевания этой местности римлянами (116 г. до Р. Х.) и тогда сделался римскою колониею. После падения Западно-Римской империи К. находился под верховенством Византии. С ХIII столетия по 1368 г. К. находился под покровительством короля сербского, затем перешел к Венгрии. Теснимый соседними вельможами, в 1420 г. подчинился Венеции. В 1563 и 1667 г. был совершенно разрушен землетрясением. Окрестности неплодородны и доставляют лишь оливковое масло и виноград. Во время восстаний 1869 и 1881-82 гг. в Далмации и Кривошье К. был главным опорным пунктом австрийцев.

Катте Ганс-Герман

(von Katte, 1704-1730) — друг Фридриха Вел, из древнего рода Бранденбургской мархии; состоял в военной службе; несмотря на неоднократные запрещения короля Фридриха Вильгельма I, сделался доверенным лицом наследного принца и был посвящен в план бегства последнего. Вся переписка, касавшаяся бегства, шла через его руки. По обнаружении плана К. военным судом был приговорен к смерти и казнен через отсечение головы перед окнами темницы наследного принца. Ср. "Vollst ändige Protocolle des Cöpenicker Kriegsgerichts ü ber Kronprinz Friedrich, Lieutenant K. etc." (Берл., 1861); Koser, "Friedrich der Grosse als Kronprinz" (Штутг., 1886).

Катте Фридрих Карл

(v. Katte, 1772-1836) — немецкий политический деятель. Участвовал в 1792-95 г. в походах против Франции и в 1806 г. попал в плен к французам. По освобождении из плена ему пришла мысль смелым неожиданным шагом сбросить французское иго. С горстью крестьян он едва не взял Магдебург (1809), но измена расстроила его план. Позже он на австрийской службе участвовал в сражениях при Ваграме и Асперне; в походах 1813-15 г. сражался в прусских войсках.

Каттегат

— море между восточным берегом Ютландии и зап. берегом Швеции, к С. от датских о-вов. На Ю. соединяется К. с Большим и Малым Бельтами (см.) и Зундом (см.) и через них с Балтийским морем. К. на З. мелок, к В. от о-вов Лезэ (L äsö) и Ангольта (см.) имеет глубину до 50 м. Берега его на З. и Ю. низменные, со стороны Швеции отвесные и скалистые; судоходство по К. очень сильное, но не совсем безопасное.

Каттерфельд

Иоанн Фридрих (Katterfeld, 1794-1869) — лифляндский деятель, пастор, написал: "Schreiben an den Baron von Br ü ningk" (о занятии проповедников сельским хозяйством) в "Oekonom. gemeinn ü tzl. Beylagen zum Ostsee-Prov. Blatt" (1826, № 3 и 4), ряд статей в латышских изданиях Н. Trey'a: "Latweeschu lauschu draugs" и его же "Deewa wahrdu mihlotajeem". — Его брат Герман-Эренфест-Георг К. (1797-1876), латышский проповедник, написал "Ueber die Asalehre" (Рудольштадт, 1819), "Beitr ä ge zur Lettischen Sprachlehre" и др. статьи в "Magazin der Lettisch-literarischen Gesellschaft" (т. IV и т. V), "Kristigas dseesmas par sirds eepreezinaschanu Karra wihreem etc." (Рига, 1838), "Palauschanahs us Deewu" (Рига, 1841).

Катти, единица веса

(кетти, катто) — под этим именем известна у европейцев и американцев китайская и японская единица веса. Китайское же и японское название ее — кин или кинг. Поселившиеся в Китае и Японии иностранцы в своих торговых сношениях с заграницей вообще считают на пиколи (Pikol, Pecul, Pecol) во 100 К.; 1 К. = 604,8 гр.; того же счета придерживаются китайские таможенные учреждения. В Японии кин = 592,6 гр.; в Сингапуре же К. = 1,943 клгр. и т. д.

Катти, племя

Катти, или катхи — племя, занимающее самое видное место среди населения полуострова Гузерат (см.), который поэтому называется и Катьявар. К. делятся на три главных племени: вала, или вара, кхачар и кхуман. Им приписывается скифское происхождение. Религия их — смесь индуизма (см.) с почитанием солнца. В то время, как раджпуты при наследовании соблюдают право первородства, К. делят наследство поровну. Они высокого (часто более 6 фт.) роста, крепкого телосложения, иногда имеют светлые волосы и голубые глаза (что считается признаком северн. происхождения). Очевидцы находят, что в известных отношениях они заметно отличаются от раджпутов: К. обладают большей энергией и отвагой; наружность их выразительна, но сурова и жестка. Все туземные генеалогисты Раджастхана и Саураштры (древнее имя Гузерата) помещают К. в число 36 царственных рас Индии. До середины XIX в. К. продолжали обожать солнце и презирать мирные занятия ремеслами и земледелием, предпочитая всему разбои и грабежи, в которых не щадили ни друзей, ни врагов. Теперь они перешли к земледелию и более мирным нравам. По сохранившемуся у них преданию, они пришли в Гузерат с берегов р. Инда около VIII в. по Р. Х. (по другим известиям — около XIV в., с р. Ямуны-Джумны). Во время индийского похода Александра Македонского, по-видимому, они (Kathi) занимали угол, образуемый слиянием пяти рек Пенджаба. Александр лично водил против них войско, но едва не погиб при этом. С этих пор имя К. часто упоминается в истории Индии. Так, в древнейших частях Джесалмирских (см.) хроник упоминается о столкновениях с К. В округах Павур, Пучур и Паркур К. занимаются пастушеством. См. Tod, "Annals and antiquities of Rajast'han" (Мадрас, 1673).

С . Булич.

Каттивар

(Kattywar) — полуостров на западном берегу Передней Индии, между заливами Камбайским и Катч, принадлежит к провинции Гузерат; до 11 значительных и несколько малых туземных государств, платящих дань частью Англии, частью Бароде. Поверхность низко-холмистая, почва очень плодородная, но климат нездоровый. Пространство — 54645 кв. км. К. очень богат храмами превосходной архитектуры, отчасти хорошо сохранившимися, отчасти в развалинах. Населения, за исключением немногих британских округов, — 2312629 чел. (1890).

Каттигара

— гавань или порт, упоминаемый Птолемеем (II в. по Р. Х.), как самый отдаленный на В., за Индией, куда доходили греческие мореходы в александрийскую эпоху. По-видимому, порт этот находился на Индокитайском полуострове или, может быть, даже в Южн. Китае. Птолемей имел довольно смутное понятие об этих отдаленных областях и полагал, напр., что Индийский океан составляет род Средиземного моря, ограниченного с Ю. Африкой, вост. берег которой, по его представлению, заворачивает к В. и соединяется, наконец, с Юго-Вост. Азией.

Д. А.

Каттовиц

(Kattowitz) — г. в прусской пров. Силезия. 12623 жит.; обработка железа и цинка, машины, лесопильни; добыча каменного угля и центр торговли им в верхней Силезии.

Каттолика

(Cattolica) — деревня в итал. провинции Форли, при устье Тавало, в 1 км от Адриатического моря. Место гибели старого римского г. Конка (от провала и поглощения морем).

Катты

(вернее, хатты) — древнее германское племя в Гессене, предки нынешних гессенцев. Название в первый раз встречается в начале VIII в. Во время Цезаря К. входили в состав свевов, потом примкнули к Рейнскому союзу франков; к концу III в. по Р. Х. их название начинает исчезать; в последний раз в конце IV в. они упоминаются у поэта Клавдиана. Около 100 г. до Р. Х. от К. отделились хаттуарии, батавы и каннинефаты, составившие на Нижнем Рейне ядро (салийских) нижних франков. Тацит прославляет военную доблесть К., часто проявлявшуюся в войне с римлянами. Юго-зап. оконечность их страны в 9-м г. до Р. Х. заняли римляне; жившие здесь каттские маттиаки (Маттиакум — ныне Висбаден) долго были римскими подданными. При Марке Аврелии К. делали нашествия на римскую Германию и Рэтию. Позже К. принимали участие в заселении франками областей Майна и Мозеля. Ср. W. Arnold, "Ansiedelungen und Wanderungen deutscher St ä mme" (Марб., 1875); H. von Pfister, "Chattische Stammeskunde" (Кассель, 1880); его же, "Anhang zur chattischen Stammeskunde" (1888); "Ueber Verschiebung chattischer Sitze" (Дармштадт, 1890).

Катуальда

— благородный готон, был изгнан Марободом, царем маркоманнов, вернулся в 19 г. по Р. Х., подкупом добился царского престола и замка с сокровищами Маробода, бежавшего к римлянам. К. скоро был изгнан гермундурами (см.), бежал к римлянам и получил от Тиберия для постоянного жительства г. Forum Julium в Галлии. См. Тацит, "Анналы" (кн. II).

Катуар Егор Львович

— композитор (род. в 1861 г.). Главные его произведения: симфония c-moll, симфоническая поэма "Мцыри", "Русалка", для соло, хора и орк., фортеп. трио.

Катулл Валерий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Катулл Гай Лутаций

— римский консул, в 242 г. до Р. Х. разбил карфагенский флот у Эгатских островов и этой победой положил конец 1-й Пунической войне; он же начал с карфагенянами переговоры о мире, но не довел их до конца, и мир был заключен уже без его содействия.

Катулл Квинт Лутаций

— Будучи консулом в 102 г. до Р. Х., сперва ограждал Верхнюю Италию от вторжения кимвров, а в 101 г. на Равдинских полях близ Верцеллы вместе с Марием нанес им страшное поражение. Так как главное участие в этой битве принимал К. и победа, собственно говоря, было одержана благодаря его искусству, Марий не мог простить ему этого и сделался его непримиримым врагом. В 85 г., когда Марий одержал верх над оптиматами, К., приверженец последних, принужден был покончить с собой, чтобы избегнуть казни. По словам современников, К. отличался мягким характером и многосторонней образованностью и был хорошим оратором. Из сочинений его главным образом было известно "De consulatu suo и de rebus gestis suis"; они не сохранились до нашего времени.

Катунки

— с. Балахнинского у. Нижегородской губ. В 1744 г. имп. Елизаветою Петровною подарено грузинскому царевичу Бакару Вахтанговичу вместе с окрестными деревнями. Прежде тут был мужской м-рь. 4 церкви, 2 училища с 105 учащимися. Кожевенное производство, преимущественно выделка опойков. Историю промысла — см. "Нижегородский сборник", т. I, ст. Доброзракова "Село К. с его приходскими деревнями". Из этого описания видно, что тут были еще заводы клейные, кожевенные (полости, войлоки), левкасные (левкас делается из алебастра), делались ложки из осины и веретена из березы. В 1890 г. прибыло по Волге товаров 38 тыс., а отправлено 68 тыс. пд. Жит. 2685 (1893), дворов 432.

Предыдущая страница Следующая страница