Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "И" (часть 32, Ито - Ичн)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "И" (часть 32, Ито - Ичн)

Предыдущая страница Следующая страница

Итон, город в Англии

(Eton) — город в английском графстве Буккингэм, на правом берегу реки Темзы, против Виндзора. Известен Коллегией, основанной королем Генрихом VI в 1446 г.; здесь воспитываются, по преимуществу, дети аристократов Англии. Жит. 2806 чел.

Итон, река во Франции

(Iton) — pека во Франции. Истоки в департаменте Орн, протекает деп-т Эр, омывает Данвилль, исчезает затем в подземных каналах, у г. Годрвилль появляется вновь, протекает мимо Эврё и впадает в Эру; длина 140 км.

Иттенбах

(Франц Ittenbach, 1813—1879) — немецкий исторический живописец, учился в Дюссельдорфской акад. худ., под руководством Шадова, посетил в 1839—40 г. Италию, жил в Мюнхене, и, поселившись после того, в Дюссельдорфе, был профессором тамошней Академии. Из многочисленных произведений этого трудолюбивого художника, принадлежавшего к представителям религиозно-романтического направления дюссельдорфской школы, наиболее достойны внимания фрески в црк. св. Аполлинария, в Ремагене (1844), и св. Квирина, в Нейссе (1864), алтарные складни, написанные для црк. св. Ремигия, в Бонне (1858—61), для капеллы во дворце кн. Лихтенштейна, в Вене (1681), для домовой црк. во дворце герц. Гамильтона, в Баден-Бадене, и для црк. св. Михаила, в Бреславле (1865—68), а также картина "Бегство во Египет", находящаяся в Берл. национальной галерее. Все эти работы отличаются простотой композиции и мотивов, благородством и правильностью рисунка, благочестивостью, несколько монотонной экспрессией и гармоничным, хотя и довольно слабым колоритом. И. писал также портреты.

А. Св.

Иттербий

(хим.) — см. Скандий.

Иттнерит

— минерал, плотный, серого цвета, представляет собой выветрившийся нозеан (см.) из Кейзерштуля.

Иттрий

(хим.) — вместе со скандием, лантаном и иттербием является представителем элементов III группы периодической системы, составляя вместе с этими металлами более основную подгруппу (см. Скандий).

Иттротанталит

(минерал) — черный, ромбической сист., кристаллы образуют короткие столбики или таблицы, также в виде зерен, блеск полуметаллический, твердость 5—5,5, удельный вес 5,39—5,67; желтый — как бы аморфный, с жирным блеском, удельный вес 5,458—5,88; перед паяльной трубкой не плавятся, в кислоте не растворяются; по химическому составу — соли редких земель (танталово- и ниобовокислые соли иттрия, эрбия, церия, урана и др.). Иттерби близ Вексгольма, окр. Фалуна в Швеции.

Иттротитанит

(минерал) — представляет собой титанит (см.), содержащий редкие земли; бурого цвета, в слюдяных сланцах из Bu ö y Арендаля; содержит много Al, Ce, Y.

Иттроцерит

— минерал правильной системы; мелкие зерна синего цвета, вероятно измененный плавиковый шпат (см.), с заменой части CaF 2 — CeF2 и YF 2; в гранитах Бродбо и Финбо, в Швеции.

Иту

(Itu) — город в бразильской провинции Сан-Пауло, при водопаде на верхнем Тиете, с красивой церковью, францисканским монастырем, большими кофейными плантациями; ок. 5000 жит.

Итурбиде

(дон Августин de Iturbide) — мексиканский император, сын испанского дворянина и креолки; род. в 1783 г.; в 1809—1810 гг. содействовал подавлению восстаний против исп. владычества. В 1815 г. назначен был главнокомандующим войсками в двух провинциях, но в 3816 г. заподозрен был испанским правительством в измене и вышел в отставку. В 1819 г. И. вновь вступил в армию, но примкнул к партии инсургентов и в воззвании, изданном 21 февраля 1821 года, потребовал введения в Мексико конституционной формы правления. Число его приверженцев быстро возросло; он взял Мексико и созвал там юнту. Последняя не могла придти к соглашению относительно формы правления, вследствие чего народ и гарнизон г. Мексико провозгласили И. императором. На следующий день конгресс подтвердил это избрание, и И. вступил на мексиканский престол, под именем императора Августина I; коронация его состоялась 21 июля 1821 г. Вскоре, однако, когда финансовые средства правительства истощились, против И. поднялась сильная оппозиция. Успешное восстание в Веракрус, под предводительством Санта-Анны, привело к тому, что И. сложил с себя власть (20 марта 1823 г.). Конгресс назначил ему и его семье ежегодное содержание, но с тем, чтобы он избрал своим местожительством Италию. В 1824 г. И. отправился обратно в Мексику, в надежде вернуть себе власть. Мексиканский конгресс объявил его вне закона и постановил предать его смертной казни немедленно по высадке на берег. Тем не менее И., переодетый, вступил на мексиканскую почву, но был арестован и 19 июля расстрелян.

Ср. "Statement of some of the principal events in the public life of Augustin de Iturbide, written by himself" (Л., 1824).

Итурея

(лат. Ituraea) — область к В от Иордана, к ЮВ от Ермона (Джебель-эль-Шейх), к ЮЗ от Дамаска, ныне провинция Джедур, населенная араб. племенами, отчасти кочевыми. Около времен И. Христа составляла одну из пяти провинций, на которую разделялся древний Васан. Название И. происходит от Иетура, сына Измаила, потомки которого, здесь обитавшие, впоследствии покорены были коленами Рувима, Гада и Манассии, занявшим и их земли от Васана до Ваал-Ермона и Сенира и до горы Ермона. Впрочем, измаильтяне здесь не были истреблены и отчасти сохранили свою независимость. В 107 г. до Р. Х. иудейский царь Аристовул покорил И., но вскоре она вновь стала независимой; жители ее вторгались в Келесирию и Ливан, препятствуя своими набегами финикийской торговле. Со времен Помпея И. подпала под власть римлян, в войске которых обитатели ее считались храбрыми воинами и особенно искусными стрелками. Август подарил И., вместе с Трахонитидой и некоторыми др. областями, Ироду, который завещал ее младшему своему сыну Филиппу, известному в св. Писании под именем тетрарха И. и Трахонитидской области. После различных перемен, И. при Клавдии (50 г. по Р. Х.) окончательно присоединена была к провинции Сирии. Некоторые ученые считают современных друзов потомками обитателей древней И.

Итуруп

— один из значительных Курильских островов (см.).

Итферский ярус

(геолог.) — средний ярус нижнего отдела силурийской системы (см.) в Эстляндии.

Иувал

— сын потомка Каинова, Ламеха. Он прославился изобретением музыкальных инструментов — гуслей и свирели и есть "отец всех играющих" на них. Изобретение И. представляло простейшую форму струнного инструмента (Быт. IV, 21).

А. Л.

Иуда Галилеянин

— по имени своей родины Гавланитиды называемый у Иосифа Флавия Гавлонитом, вместе с фарисеем Саддуком стоял во главе восстания галилеян, вызванного переписью, которую предпринял римский прокуратор Квириний (7 г. по Р. Х.). Восстание было подавлено, сам И. пал, но род его сохранил значение среди партии зилотов (см. соотв. статью).

Иуда Искариот

— один из 12 апостолов, предавший своего Учителя. Свое прозвище он получил от г. Кериофа, из которого был родом (Иш-Кериоф — человек из Кериофа); впрочем, мнения в этом отношении расходятся. Во всяком случае он был единственным иудеем среди апостолов, которые все были галилеяне, и оправдал на себе древнюю поговорку: "Галилеянин любит славу, а иудей — деньги". В обществе апостолов он заведовал их кассой, из которой скоро начал похищать деньги, и затем, обманувшись в надежде, что Иисус Христос явится основателем великого земного царства, в котором все иудеи будут князьями и утопать в роскоши и богатстве, он продал своего Учителя за 30 серебреников (или сиклей: 30 × 80 к. = 24 р. зол.), но от угрызений совести повесился. Немало было попыток разгадать его переход от апостольства к предательству.

См. Даль, "Judas Ischariot" (Гейдельберг, 1816—1818); А. Лопухин, "Библ. история Нов. Зав." (стр. 513 и сл.). Древнюю литературу см. у Winer'a, "Real-W ö rterbuch" (под словом Judas).

А. Л.

Иуда Маккавей

— доблестный герой, храбро боровшийся за свою веру при Антиохе Епифане сирийском. Сын ревностного о законе Моисеевом священника Маттафии, он с детства проникся той же ревностью, и по смерти отца, под именем Маккавея — т. е. "молота на врагов", — вместе со своими братьями восстал против попытки Антиоха искоренить иудейство и на место его ввести греческий культ. Собрав около себя всех ревнителей Иеговы, он нанес несколько жестоких поражений войску Антиоха и достиг на время заключения мира, которым и воспользовался для восстановления истинной религии, с ее богослужением. Храм, оскверненный языческим идолослужением, был очищен и освящен, в память чего установлен был особый праздник "обновления" храма. В возобновившейся войне И. погиб славною смертью; но дело его продолжалось другими его братьями — Маккавеями (см.).

А. Л.

Иуда Фаддей

или Леввей — один из 12 апостолов, брат Иакова малого, сын Алфея или Клеопы. О жизни его известно немного. Он, подобно другим апостолам, не чужд был земных воззрений на Мессию (Иоан. XIV, 22), но впоследствии, постигнув духовность царства Мессии, сделался самоотверженным его благовестником, проповедовал, кроме Палестины, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и потерпел мученичество в Армении. Память его празднуется 19 и 30 июня. Ему принадлежит небольшое "соборное послание", состоящее из одной главы. Целью послания было предостеречь христиан от лжеучителей, которые, злоупотребляя свободой христианской, сами предавались нечестию и всяким мерзостям и другим внушали их. Некоторые места в этом послании иными критиками признаются заимствованием из апокрифической книги Еноха (ст. 14 и 15); но предстоит еще решить вопрос — кто у кого заимствовал. Есть достаточные основания думать, что заимствование сделано не ап. И. из книги Еноха, а автором последней — из его послания.

A. Л.

Иуда, имя

(по-еврейски Иегуда — "хвала или слава Богу") — весьма популярное библейско-историческое имя. Первым из носителей его был И., четвертый сын патриарха Иакова, от Лии. Хотя первоначальная его история малоизвестна и о нем говорится только при продаже Иосифа братьями, причем он обнаружил добрую душу, сожалея своего злополучного брата (Быт. XXXVII), да посвящается еще особая глава изображению его отношений к своей снохе Фамари (гл. XXXVIII), но ему суждено было играть первенствующую роль в последующей истории библейского народа, так как он сделался родоначальником знаменитого колена Иудина от которого произошел и сам Мессия Христос.

А. Л.

Иудаизм

Иудейская религия — см. Религия иудейская.

Иудеи

— одно из названий евреев (см.); но оно имело и специфический смысл. Собственно это название ведет свое происхождение с того времени, как среди других колен особенно возвысилось колено Иудино и, по разделении монархии, организовалось в особое царство Иудейское, как отличное от царства Израильского. Когда, после плена вавилонского, в св. землю возвратился преимущественно народ царства Иудейского, то переселенцы получили уже специальное название иудеев, в отличие от всех других народов, и под этим именем евреи стали известны западным цивилизованным народам — грекам и римлянам, а через них и вообще в Европе (Juden, juifs, jews, жиды и пр.). В евангелии Иоанна термин "иудеи" также имеет специфический смысл. Отличая их от народа, следовавшего за Христом, евангелист разумеет под иудеями преимущественно иерусалимских книжников и фарисеев, как истых выразителей иудейских воззрений, сложившихся в систему особого раввинского миросозерцания, которое, оказавшись в решительном противоречии с учением Христа, продолжает существовать и доселе в системе новейшего иудаизма.

А. Л.

Иудейская смола

— см. Асфальт.

Иудейские войны

— в тесном смысле — войны, веденные евреями для восстановления свободы против Селевкидов и римлян. О первой см. Маккавеи. Восстание 66—71 г. описано Иосифом Флавием, впервые применившим к нему название И. войны. Вызванное притеснениями корыстолюбивого Гессия Флора, назначенного при Нероне правителем Иудеи, и поджигаемое фанатизмом ревнителей-зилотов (см. соотв. статью), восстание охватило всю Палестину и соседние области Египта и Сирии; в Александрии, Дамаске и др. городах шли убийства и уличные битвы, в которых гибли десятки тысяч народа. Правитель Сирии, Цестий Галл, двинулся к Иерусалиму для подавления мятежа, но, отбитый Симоном, сыном Поры, должен был отступить и во время отступления потерпел тяжелый урон. Евреи восстановили теократическое правление; во главе восставших стоял первосвященник Анна, среди предводителей выдавались Иосиф, областной военачальника Галилеи, и Иоанн Гискальский. На смену Цестию прислан был Веспасиан, собравший в Антиохии 60000 римских и союзнических воинов. После долгой осады он взял г. Иотапату, стоящий между Птолемаидою и Тивериадою; при этом погибло 40000 иудеев, многие сами лишили себя жизни; к числу сдавшихся принадлежал и Иосиф. Другие города Галилеи потерпели вскоре ту же участь и уцелевшие отряды зилотов поспешили укрыться в Иерусалиме. Здесь пошли сильные партийные раздоры. Партия умеренных была заподозрена в расположении к римлянам и лишилась всякого влияния; зилоты убили Анну и других вождей умеренной партии и, призвав в Иерусалим идумеян, устроили террористическое управление. Среди них самих вскоре произошел раскол: вокруг Симона, сына Гиоры, собралась партия простого народа, вокруг Иоанна Гискальского — образованные классы; третья партия, с Элеазаром во главе, назвалась священническою. В 70 г. сын Веспасиана Тит, по поручению отца, осадил Иерусалим. Иудеи мужественно защищались; в городе возник сильный голод и уже в первые месяцы осады от него погибло 115880 чел. После сопровождавшегося страшной резней взятия города Тит отправился в Рим, где отпраздновал великолепный триумф; в числе пленных, шедших за колесницей триумфатора, были вожди инсургентов, Иоанн и Симон. Иоанн был брошен в темницу, где и умер, а Симон был казнен. В Палестине, после взятия Иерусалима, война еще продолжалась, с тем же ожесточением, с остатками зилотов; последней пала Массада. Когда стены крепости были так сильно повреждены, что час от часу ожидалось их падение, воины сожгли свои дома и сокровища, убили жен и детей своих и себя. В продолжение всей войны, по словам древних писателей, было убито 600000 человек; число погибших от голода, проданных в рабство и т. д. не определяется, но оно было громадно. Римляне так презирали И. народ, что ни Веспасиан, ни Тит не захотели принять титул Judaicus, т. е. "победитель иудеев". Только надписи на монетах, выбитых в честь победы, говорили о "покоренной Иудее". Палестина была разделена на участки и роздана или распродана новым поселенцам; подать, которую иудеи платили в храм Иеговы, они теперь должны были платить новопостроенному храму Юпитера Капитолийского. Управление провинцией было отделено от Сирии; наместником назначался обыкновенно преторианский легат императора.

Ср. Ренан, "Разорение Иерусалима" (М., 1886); De Saulcy, "Les derniers jours de J é rusalem" (Пар., 1866, русск. перев., Будапешт, 1874). О восстании иудеев под предводительством Бар-Кохбы (см. соотв. статью), которое иногда называется второю И. войной, см. Евреи.

Иудейские монеты

— см. Еврейские монеты.

Иудейское царство

— название южной половины еврейской монархии после распадения ее, по смерти Соломона, на два самостоятельных царства — Иудейское и Израильское. Первым царем его был сын Соломона, Ровоам, при котором и состоялось разделение. Народ северных колен, недовольный тяжелыми налогами, которых не хотел облегчить Ровоам, отложился от дома Давидова, так что за ним осталось только два колена — Иудино и Вениаминово; но в Иудином колене сосредоточивалась вся историческая слава народа, с его столицей и общенародной святыней — храмом, и, несмотря на кажущуюся слабость, оно обнаружило большую историческую живучесть и просуществовало дольше царства Израильского (с 980 по 588 г. до Р. Х.). Вот список царей этого царства: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Гофолия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон, Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия. Разрушенное Навуходоносором в 588 г., оно через 70 лет возродилось вновь, и хотя имело лишь призрачную самостоятельность, находясь под владычеством окружающих народов, однако просуществовало до 70 г. по Р. Х., когда окончательно погибло после разгрома его римлянами.

А. Л.

Иудействующие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудея

— южная часть Палестины, получившая свое название от колена Иудина, которому она досталась в удел при разделе Земли Обетованной по завоевании ее Иисусом Навином. Понятие И. иногда, особенно после плена вавилонского, расширялось до объема всей Палестины, как страны, населенной иудеями. Понимаемая в тесном смысле, она составляла во времена И. Христа только четвертую часть всей страны (Иудея, Самария, Галилея и Заиорданье). См. Палестина.

А. Л.

Иудино дерево

"муза-агач" по-татарски — см. Багрянник и Бобовые (отд. цезальпиниевые).

Иудино колено

— часть еврейского народа, имевшая своим родоначальником Иуду, сына Иакова. Хотя сначала Иуде угрожало прекращение рода, но случайность дала ему двух сыновей от его снохи Фамари, и его племя начало быстро размножаться, так что по первому исчислению после выхода из Египта его колено было самым многочисленным (74600 годных к войне мужчин от двадцати лет и выше; Числ. I, 27). При разделе Обетованной Земли на его долю выпала южная часть Палестины — к югу от Иерусалима. Так как из него вышел знаменитейший из еврейских царей, Давид, возвысивший свое государство на степень великой монархии, то это отразилось и на самом колене, которое получило преобладающее значение в народе и занимало это положение в течение всей его исторической жизни, до самого рассеяния, придав и самому народу свое собственное название — иудеи. Со времени разделения монархии при Ровоаме оно отожествляется с царством Иудейским.

А. Л.

Иудины уши

(Auricularia a sambucina Mart. или Hirneola auricula Judae Berk.) — дрожжанковый гриб из семейства Auriculariaceae, подкласса Protobasidiomycetes. Свое название этот гриб получил благодаря весьма характерной форме плодового тела, имеющего вид человеческого уха. Это хрящеватое, просвечивающее тело темно-коричневого и черноватого цвета и студенистой, дрожащей в сыром состояния консистенции; сверху оно блестящее, снизу волосистое. Базидии нитевидные, разделенные поперечными перегородками на членики; длинные стеригмы развивают по одной базидиоспоре. И. уши — полупаразит, появляющийся нередко на старых стволах черной бузины (Sambucus nigra). Раньше этот гриб употреблялся в медицине (Fungus sambuci), как наружное охлаждающее средство при воспалениях горла и глаз; в народе употребляется для этой цели кое-где и до настоящего времени.

С. Р.

Иудифь

(Юдифь) — героиня известного рассказа, составляющего содержание неканонической "Книги Иудифи". По этому рассказу, когда Навуходоносор, царь ассирийский (вавилонский), потребовал от завоеванных им народов усиленного набора войск, некоторые народы воспротивились этому, и для усмирения их царь отправил своего полководца Олоферна, который должен был наказать и иудеев, оказавшихся среди непокорных. Иудеи укрепились в Ветилуе, которую и осадил Олоферн. Осада затянулась: ввиду недостатка в припасах городу грозила гибель. Тогда спасительницей его явилась молодая и красивая вдова И., которая, притворной лаской добившись доверия Олоферна, отрубила ему голову его собственным мечом, а иудеи, сделав вылазку, разбили растерявшихся врагов и прогнали их из своей страны. С этим рассказом связываются разные недоумения, которыми и не преминула воспользоваться критика, с целью подорвать его историческое значение. Указывают, между прочим, на то, что Навуходоносор называется царем ассирийским, тогда как он был царем вавилонским. Это возражение не сильно: царь, владычествовавший, между прочим, над ассириянами, которых он покорил, мог быть называем и ассирийским (как русский император назыв. и "царем польским"). Важнее вопрос о времени происхождения книги и об ее авторе. Она дошла до нас только на греческом яз., хотя стиль носит явные признаки перевода с еврейского. Автором, кроме самой И., считают, между прочим, первосвященника Иисуса, жившего после плена вавилонского.

См. Montfaucon, "V érité de l'histoire de Judith" (1690); Wolf, "Das Buch Judith" (1861); H. M. Дроздов, "Историч. характер Книги И.".

А. Л.

Иудифь

(Юдифь) - героиня известного рассказа, составляющего содержание неканонической "Книги Иудифи". По этому рассказу, когда Навуходоносор, царь ассирийский (вавилонский), потребовал от завоеванных им народов усиленного набора войск, некоторые народы воспротивились этому, и для усмирения их царь отправил своего полководца Олоферна, который должен был наказать и иудеев, оказавшихся среди непокорных. Иудеи укрепились в Ветилуе, которую и осадил Олоферн. Осада затянулась: ввиду недостатка в припасах городу грозила гибель. Тогда спасительницей его явилась молодая и красивая вдова И., которая, притворной лаской добившись доверия Олоферна, отрубила ему голову его собственным мечом, а иудеи, сделав вылазку, разбили растерявшихся врагов и прогнали их из своей страны. С этим рассказом связываются разные недоумения, которыми и не преминула воспользоваться критика, с целью подорвать его историческое значение. Указывают, между прочим, на то, что Навуходоносор называется царем ассирийским, тогда как он был царем вавилонским. Это возражение не сильно: царь, владычествовавший, между прочим, над ассириянами, которых он покорил, мог быть называем и ассирийским (как русский император назыв. и "царем польским"). Важнее вопрос о времени происхождения книги и об ее авторе. Она дошла до нас только на греческом яз., хотя стиль носит явные признаки перевода с еврейского. Автором, кроме самой И., считают, между прочим, первосвященника Иисуса, жившего после плена вавилонского.

См. Montfaucon, "Vérité de l'histoire de Judith" (1690); Wolf, "Das Buch Judith" (1861); H. M. Дроздов, "Историч. характер Книги И.".

А. Л.

Иудэ

(Леон Judä или Jud, 1482—1542) — реформатор, с 1523 г. был священником в Цюрихе; помогал Цвингли при введении в Цюрихе реформации и в борьбе с анабаптистами. Известен своим переводом Ветхого Завета с подлинника и пересказом лютеровского Нового Завета на швейцарском диалекте (1529 г. так наз. "Froschauerbibel"). Он же составил и катехизисы на немецком и латинском языках (1534). Биография его написана его учеником Иоанном (Цюрих, 1574).

См. Pestalozzi, "Leo Jud ä " (Эльберфельд, 1860); Mezger, "Geschichte der deutschen Bi belü bersetzung iu der schweizerischen reform-Kirche" (Базель, 1876).

Иудэ

(Леон Judä или Jud, 1482-1542) - реформатор, с 1523 г. был священником в Цюрихе; помогал Цвингли при введении в Цюрихе реформации и в борьбе с анабаптистами. Известен своим переводом Ветхого Завета с подлинника и пересказом лютеровского Нового Завета на швейцарском диалекте (1529 г. так наз. "Froschauerbibel"). Он же составил и катехизисы на немецком и латинском языках (1534). Биография его написана его учеником Иоанном (Цюрих, 1574).

См. Pestalozzi, "Leo Judä" (Эльберфельд, 1860); Mezger, "Geschichte der deutschen Bibelübersetzung iu der schweizerischen reform-Kirche" (Базель, 1876).

Иул

Иулов праздник — важнейший праздник северных германцев, посвященный богу солнца Фро, или Фрейру, символом которого служило колесо (hiol или jol); начинался в ночь зимнего равноденствия и продолжался до нынешнего кануна Крещения. В это время прекращались все раздоры и ссоры и происходили пиршества, на которых главным блюдом был кабан, посвященный Фрейру. И. потом слился с праздником Рождества. Название И. еще до сих пор сохранилось в обозначениях некоторых местных обрядов и блюд в Германии: Juleber (собственно кабан И., название особого печения), Julbrot (хлеб И.), Julklapp (рождественский подарок).

Иулиан

— 1) Тарсянин — уроженец города Аназарба, за приверженность христианству пострадал в 290 г. в городе Эгах, брошенный в море в мешке с песком и ядовитыми гадами. Похвальное слово И. составил св. Иоанн Златоуст. Память 21 июня. — 2) св., еписк. кеноманийский, ученик апостольский, поставленный во епископа ап. Петром, основал епископию в г. Кеноманском (нын. Мантуе). — 3) Св. мученик, казнен в 730 г. с 9 другими в Константинополе за ниспровержение лестницы с воином, который послан был снять образ Спасителя на кресте, находившийся на вратах дворца императорского и пользовавшийся особенным уважением. — 4) Св., препод. пустынник, подвизался в Парфянской стране, к З. от берегов Евфрата, Ум. в 262 г. Пользовался чрезвычайным влиянием; по словам Иоанна Златоуста, при приходе его в города его постоянно окружали толпы народа.

Иулиания Александровна

— дочь великого князя тверского Александра Михайловича. В 1349 г. великий князь московский Симеон Иоаннович выдал ее замуж за Ольгерда Гедиминовича литовского, который, по ее убеждению, крестился. В 1368 г. кн. Михаил Александрович, бежавший к Ольгерду, подстрекал ее уговорить мужа идти на вел. кн. Димитрия Иоанновича. После смерти мужа И. постриглась в монахини, под именем Марины; † в 1399 г.

"Полн. Собр. Р. Лет." (VII, 215; 255. VIII, 15, 25, 62).

Иулиания Лазаревская

— из семьи дворян Недюревых, 16 лет вышла замуж за Юрия Осорьина, владелица села Лазаревского, прославилась благочестивою жизнью, поддерживала нищих и заключенных. Во время голода при царе Борисе продала все свое имущество для покупки хлеба для неимущих. Ум. в 1604 г.; причислена к лику святых, после открытия мощей ее в 1614 г. Память 2 января.

См. В. Ключевский, "Добрые люди древней Руси" ("Богословский Вестник"", 1892, № 1, и отдельно, Сергиев Посад).

Иулиания, княгиня Вяземская

— супруга князя Симеона Мстиславича Вяземского, приняла 21 декабря 1406 г. страдальческую кончину от смоленского князя Юрия Святославовича, убившего ее мужа и хотевшего посягнуть на ее целомудрие. В последующие века отмечен целый ряд совершившихся от мощей ее исцелений; мощи хранятся в раке в новоторжском соборе.

Иулиания, христианские мученицы

— 1) св. мученица, пострадала за веру при имп. Аврелиане в финикийском городе Птолемаиде. Память 4 марта. — 2) Дочь кн. Георгия Дубровицкого-Ольшанского, † девой 16 лет ок. 1540 г. Мощи ее найдены нетленными при печерском архимандрите Елисее Плетенецком († 1624). — 3) св. мученица, пострадала одновременно с св. великомученицею Варварой в Илиополе ок. 306 г. — 4) св. мученица, родом из Вифинии, пострадала в конце III или начале IV в. Во время страшных мучений, которым она была предана, уверовало до 630 чел., которые немедленно были усечены мечом. Память Й. и пострадавших с нею 500 мужей и 130 жен 21 дек.

Иулий и Иулиан

— Иулий, преподобный пресвитер, и Иулиан диакон с царской грамотой Феодосия Младшего, дозволявшей им уничтожать капища, обошли много стран греко-римской державы с В на З и устроили 100 церквей. Иулий † в окрестностях Медиолана. Память 21 июня.

Иулитта

— 1) св. мученица, из рода прежних царей римских, пострадала в 304 г. в Тарсе. Память 15 июля; 2) св. мученица из Кесарии Каппадокийской, сожжена в 303 г. Св. Василий Великий почтил ее похвальным словом. Память 31 июля.

Иулия

— 1) св. мученица, родом из Карфагена, пострадала в VI в., распятая на кресте на о-ве Корсике. Мощи ее в 763 г. перенесены Дезидерием, королем лангобардов, в Брешию, в основанный им женский монастырь. Память 16 июля. — 2) Одна из 7 св. мучениц-дев, за твердость в вере брошенных в озеро с привязанными к шее камнями, в 303 г., в г. Анкире. Память 18-го мая.

Иуния

— помощница апостола Андроника; скончалась мирно. Ап. Павел в Послании к римлянам (XVI, 7) называет Андроника и И. своими сродниками; оба они были узниками с ним вместе, прославились между апостолами и еще прежде Павла уверовали в Христа. Память 17 мая.

Иуст

(лат. перев. еврейского Цадик или Садок — "справедливый, праведный"). — Прозвище нескольких новозаветных личностей, напр. Иосифа Варсавы (Деян. II, 23), Иисуса И. (Колосс. IV, 10, 11 и др.

А. Л.

Иустин, духовный писатель

(в миру Михаил Полянский, умер в 1903 г.) — духовный писатель, уроженец воронежской епархии, магистр Киевской духовной академии; был епископом тобольским, рязанским и уфимским. Сочинения И. изданы в Москве и Рязани (1895—1897).

См. Ал. Введенский, "О трудах преосвященного Иустина, епископа рязанского и зарайского" ("Богословский Вестник", 1896, июнь).

Иустин, епископ пермский и екатеринбургский

(Вишневский) — епископ пермский и екатеринбургский (1751—1826), ученик Рязанской семинарии. Посвященный в 1802 г. в епископа пермского, И. в течение 20 летнего управления епархией заботился о распространении христианских идей в народе, устроил Духовную семинарию, построил в Перми кафедральный собор и содействовал основанию в Екатеринбурге общежительной женской обители (1811). В 1823 г. И. был уволен, вследствие ревизии, открывшей многочисленные злоупотребления его помощников.

См. "Об иерархах Пермской епархии. 1800—1860".

Иустин, отец церкви

— святой, философ, мученик, один из апологетов и отцов церкви, уроженец Самарии, изучал греческих философов и, между прочим, Платона, но, неудовлетворенный ими, принял христианство и учил в Риме, где около 165 г. и претерпел мученическую кончину; память его празднуется первого июня. И. написал разговор с иудеем Трифоном об истине христианского закона, в котором он с глубокою ученостью, ясностью и спокойствием ведет спор ветхозаветным оружием, и две апологии. Первой (большей) апологией, написанной не раньше 150 г., он пытался доставить христианам покровительство императора Антонина Пия, второй — расположить Марка Аврелия к более кроткому обращению с ними, но в то же время старался представить языческую философию предшественницей христианства, а христианство — откровением того, что философия только предчувствовала. Другие творения И., — напр. его сочинение против современных ему гностиков, которым пользовались Ириней и Ипполит, — до нас не дошли; дошедшие же до нас под его именем св. И. не принадлежат. Творения И. чрезвычайно важны для раскрытия учения церкви середины II в., особенно по вопросу о применении к христианскому мировоззрению александрийского учения о Слове. Текст соч. И. в "Corpus Apologetarum", изд. Otto (т. 1—3, Иена, 1876 и сл.); в русск. переводе "Сочинения" св. И. изданы с прим. П. Преображенским (2 изд., М., 1892).

Ср. Semisch, "Justinus d er Mä rtyrer" (Бреславль, 1840—42); Volkmar, в "Theologische Jahrb ü cher" (1855); Aube, "Saint Justin, philosophe et martyr"" (Пар., 1875); Engelhardt, "Das Christentum Justinus des M ä rtyrers" (Эрланг., 1878); St ähliu, "Justmus der Märtyrer und sein neuester Beurteiler" (Лпц., 1880); Flemming, "Zur Beurteilung des Christentums Justins des M ä rtyrers" (Лпц., 1893).

Иф

(L'île du château d'If) — скалистый остров к З от Марселя, в 2 км от берега; был укреплен Франциском I; прославлен заключением Мирабо (1774).

Ифет

(Efate; также наз. Вет или Сандвичев) — остров из группы Ново-Гебридских островов в Тихом океане, под 18° 52' ю. ш. в 168° 35' вост. д. Главный порт его, Гавана, в 18 км длины, большей частью слишком глубок для якорной стоянки, которая хороша только у входа в залив. По берегам И. расположены торговые станции. Жители — папуасы.

Ифианасса

(Ίψιάνασσα) — имя нескольких мифических героинь. Из них наиболее известна дочь Агамемнона, упоминаемая у Гомера (Ил. IX, 145, 287), в числе других его дочерей, из которых он любую предлагает в жены Ахиллу, желая примириться с ним. Обыкновенно ее отождествляют с Ифигенией (см.).

А. Щ.

Ифигения

(Ίφιγένεια) — первоначально эпитет и одна из разновидностей Артемиды, почитавшейся и в историческое время с этим прозвищем в Гермионе и др. местах. Когда И. выделилась в качестве героини, то о происхождении ее и обстоятельствах жизни сложились самые разнообразные легенды. Благодаря великим аттическим трагикам, обрабатывавшим этот сюжет, наиболее распространенной версией мифа стала следующая. И. — дочь Агамемнона и Клитемнестры (или приемная дочь их). Когда греки отправлялись под Трою и готовы были уже пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон (или Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. За это богиня наслала безветрие, и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхас объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву И. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это, и И. была вытребована в лагерь, под предлогом обручения с Ахиллом. Когда она прибыла туда и все уже было готово для жертвы, Артемида сжалилась и в самый момент заклания заменила И. козой, а ее на облаке похитила и унесла в Тавриду, где И. сделалась ее жрицей в умерщвляла перед ее алтарем странников, заносимых туда бурей. Здесь нашел И. брат ее Орест, который прибыл в Тавриду, вместе с другом своим Пиладом, по приказанию дельфийского оракула, чтобы увести в Элладу изображение Артемиды Таврической, упавшее, по преданию, с неба. Они вместе возвратились на родину. О месте смерти и погребения И. также существовало разногласие. Гезиод говорит, что И. не умерла, а превращена Артемидой в Гекату; другие поэты заставляют ее жить на далеком севере, с Ахиллом, и наслаждаться бессмертием. Вообще имя и культ И. встречается всюду, где почиталась Артемида.

А. Щ.

Ификл

(Ίφικλης): 1) сын Амфитриона и Алкмены, единоутробный брат Геракла. Он изображается в сказаниях несравненно более слабым, чем Геракл. Тем не менее между ними существует тесная дружба, и И. участвует во многих предприятиях брата. В таких же дружественных отношениях стоит к Гераклу и сын И. — Иолай (см.). О смерти И. рассказывалось различно. 2) Отец Протезилая, приведшего под Трою ополчения из фессалийского города Филаки. Он был замечателен быстротой ног и богатствами, состоявшими в бесчисленных стадах. И. принимал участие в походе Аргонавтов.

А. Щ.

Ификрат

(Ίφίκράτης) — знаменитый афинский полководец, впервые выдвинувшийся во время войны со Спартой в начале IV в. (год рождения и смерти его в точности неизвестны). Он преобразовал вооружение и организацию войска. Его солдаты сделались чем-то средним между гоплитами и легковооруженными: он снял с них тяжелые оборонительные оружия, но дал им копье наполовину, а меч — вдвое длиннее против прежнего. Частыми упражнениями он приучил своих солдат к быстрым маневрам, ввел строгую дисциплину и вскоре заслужил славу лучшего полководца своего времени. От легкого щита — пелты, которым были вооружены его солдаты, они получили название пелтастов. В 390 г. он одержал блестящую победу над спартанцами. В следующие годы И. с успехом сражался с спартанцами и союзниками их в Малой Азии, потом несколько раз производил набеги на владения фракийцев, пока царь фракийский Котис не выдал за него свою дочь. После Анталкидова мира И., по приглашению Фарнабаза, отправился в Египет, чтобы принять участие в подавлении восстания, но, рассорившись с персами, в 374 г. бежал в Афины. Поставленный во главе флота, И. подчинил афинянам несколько городов, захватил богатую добычу и в 371 г., когда заключен был мир, со славой вернулся в Афины. Ему присудили, в награду за подвиги, медную статую, и, несмотря на противодействие его противников она была поставлена при входе в Парфенон. Речь И., произнесенная по поводу этой статуи, многими прославлялась; некоторые, однако, приписывали ее Лисию. Во время возвышения Фив И. был поставлен во главе войска, которое должно было придти на помощь спартанцам, но тут он не выказал особой деятельности. С 368 г. И. несколько лет воевал в Фракии и Македонии, без большого успеха. После отпадения союзников, в 357 г., И., вместе с Тимофеем и был назначен военачальником. За отказ начать битву во время бури, Харет обвинил своих коллег в измене, но И. и Тимофей судьями были оправданы. Вскоре после этого процесса И. умер. Сын его, того же имени, находился в числе греческих уполномоченных, захваченных Парменионом в Дамаске. Александр обошелся с ним милостиво из уважения к памяти его отца.

См. Rehdantz, "Vitae Iphicratis, Chabriae, Timothei" (Б., 1844); Bauer, "Griechische Kriegsalterthümer" ("J. Müllers Handbuch d. Klass. Alt." IV, § 49); Schiller, "Kritische Geschichte des Korinthisches Krieges" (1852); Hock, "De rebus ab Atheniensibus in Thracia etc. gestis" (Киль, 1876).

M. Л.

Ифимб

(Ίθυμβος) — древнегреческая плясовая песня, веселого сатирического содержания, в честь Вакха.

Ифит

(Ίφιτος): 1) сын Еврита, царя баснословного города Ихалии. Когда Еврит стал обвинять Геракла, сватавшегося за его дочь Иолу (см.), в краже быков, И., чтобы помочь Гераклу оправдать себя, пошел вместе с ним искать быков; но в Тиринфе Геракл, в припадке бешенства, сбросил И. со стены, от чего тот умер. Геракл, в наказание за это, по приказанию дельфийского оракула, должен был в течение трех лет быть рабом лидийской царицы Омфалы. — 2) Один из древнейших царей Элиды, современник Ликурга Спартанского. Предание приписывало ему, вместе с Ликургом, учреждение олимпийских игр, или, по крайней мере, возобновление их, так как некоторыми принималась их незапамятная древность.

А. Щ.

Ифифаллический стих

(ίθύφαλλος) — употреблялся в древности в так наз. фаллических песнях в честь Вакха, Котито и др. божеств. Изобретение его приписывается Архилоху. Его схема:

Ифифаллический стих

Он встречается у трагиков, Аристофана, Симтида и др.; у римских авторов он почти не употреблялся.

Ифифаллы

— 1) то же, что фаллические песни; 2) жрецы Диониса, которые, одетые женщинами, несли так называемые фаллы во время праздничных процессий; 3) актеры, в масках пьяных, составлявшие часть театрального хора; 4) деревянные изображения Приапа.

Иффланд

(Август Вильгельм Iffland) — известный актер и драматический писатель (1759—1814). Его готовили в пасторы, но он в 1779 г. поступил в маннгеймский театр, считавшийся в то время первым в Германии. Здесь он быстро достиг огромного успеха и упрочил свою славу, гастролируя по всей Германии. Позже был директором театров в Берлине. В актере И. современники высоко ценили детальную разработку и реалистическое воспроизведение ролей; его Франц Мор (в "Разбойниках" Шиллера) производил потрясающее впечатление. Драматические сочинения И. занимают 18 томов. В них преобладают так называемые "семейные пьесы" (Familienstücke), в которых выводится "третье сословие", попираемое дворянством. Значение И. — исключительно историко-литературное: пьесы его представляют решительный протест против патетических рифмованных драм конца прошлого века. Но автор впал из одной крайности в другую: простота его превратилась в филистерскую пошлость, справедливо осмеянную Шиллером. И. задался целью "превратить сцену в образовательный институт для сердца": публика восторгалась сентиментальным характером его драм и относилась отрицательно к истинно-поэтическим произведениям Шиллера и Гете. Некоторые из его пьес, как, напр., "Игроки", "Служебные обязанности", "Адвокаты", "Холостяки" и "Охотники" смотрятся, впрочем, и теперь с удовольствием.

Ф. Ф.

Ихван-аль-сафа

общество мусульманских ученых — см. Чистые братья.

Ихе

(икё, ихё, экё) — по-монгольски значит "большой". Часто прилагается к названиям урочищ, гор, рек и озер Монголии, в противоположность "бага", что значит — "малый".

Ихе-Угун

(икэ-угун — большая вода) — река Иркутской губернии и округа, берет начало на вершине Тункинских Альп, пролагает себе путь среди живописного ущелья, течет с СВ на ЮЗ и вливается с левой стороны в р. Иркут. Длина течения до 70 вер.; на этой реке, в 8 верстах от ее устья, находятся Туранские минеральные источники, близ Ниловой пустыни.

Ф. Ш.

Ихневмон

или фараонова мышь (Herpestes tes ichneumon Wagn.) — животное из семейства виверровых (Viverridae), отряда хищных млекопитающих (Caruivora). Взрослый И. более нашей домашней кошки: длина туловища до 65 см, длина хвоста до 45 см. Низкие ноги скрадывают, однако, его величину: высота в плечах редко более 20 см. Вес доходит до 7 и более кг. Ноги короткие, подошвы голые, пальцы почти до половины соединены перепонками. Длинный хвост благодаря покрывающим его длинным волосам кажется при основания таким толстым, как будто он представляет непосредственное продолжение туловища. Окружность глаз лишена волос. Уши короткие и широкие. Подшерсток ржаво-желтого цвета, волосы черные с беловато-желтыми кольцами, общий цвет меха зеленовато-серый, хорошо подходящий к местам обитания животного. И. водится в Африке и в западной Азии. Древние египтяне считали его священным животным; классические писатели рассказывают про И. много басен: утверждали, что он враждует с крокодилами, истребляет их яйца и убивает даже самих крокодилов, забираясь, через открытую во время сна пасть, в глотку и разрывая внутренности. И. живет исключительно на равнинах. В Египте он держится по берегам рек, в зарослях камышей и тростника. Здесь он протаптывает себе узкие тропинки между стеблями; самка мечет весной 2—4 детенышей, которые долгое время сосут, живя в обществе обоих родителей. И. робкое, осторожное, но в высшей степени хищное животное. Охотится он днем, и добычу его составляют всякие животные, которых он может одолеть: мелкие млекопитающие, птицы, змеи, ящерицы, насекомые и т. п. Приносит большой вред похищением домашней птицы, так как душит птиц больше чем может съесть; поэтому ограничивается выпиванием крови и выеданием мозгов. Летом И. выходит на добычу всей семьей: впереди идет отец, за ним гуськом мать и детеныши; в преследовании добычи И. руководятся главным образом высоко развитым обонянием. В неволе И. приручается и ходит за хозяином как собака; в домах он истребляет крыс и мышей.

Ихневмоны

(Ichneumonidae) — насекомые, см. Наездники.

Ихнуза

(Ίκνοΰσα) — название о-ва Сардинии у некоторых древнегреческих писателей, по сходству острова со следом человеческим. По той же причине о-в иногда назывался И. Ξανδαλιωτις. См. Сардиния.

Ихор

ихорозный гной — см. Воспаление.

Ихрам

— арабское слово, означает состояние, когда дозволенное становится запрещенным, а именно во время пилигримства мусульман в Мекку. Вступить в И., значит начать обряды пилигримства. Паломник подстригает усы, обрезает ногти, выдергивает волосы из подмышек и надевает особую одежду, состоящую из двух кусков полотна, которые нигде не должны были сшитыми; один кусок служит для прикрытия спереди, другой — сзади.

Н. В.

Ихтиc

(греч. Ίχθύς — рыба) — древняя монограмма имени Иисуса Хр., состоящая из начальных букв слов: (Ίνσοΰς Χριστός Θεοΰ V ίός Σωτής) (Иисус Христос Сын Божий Спаситель); часто изображалась аллегорически в виде рыбы.

Ихтидиевые

(Ichtydida) — главная группа гастеротрих (Gasterotricha), небольших пресноводных животных, напоминающих коловраток, нематод и даже отчасти турбеллярий. Формы нечленистые, первичнополостные, с брюшной поверхностью, покрытой ресничками (ср. Турбеллярии). Спереди обособлена голова, а сзади у И. по бокам заднего прохода пара придатков с особыми железами (ср. ножные железы коловраток). Спинная поверхность нередко с шипами. Кишечник прямой, и пищевод на разрезе с трехгранным просветом напоминает таковой нематод. По бокам кишечника пара извитых протонефридиев, а около заднего конца тела пара яичников без выводящих протоков и непарный орган, считаемый некоторыми семянником. След., И. гермафродиты. Развитие не изучено. Сюда относятся pp. Cha e tonotus и Ichtydium. Другая группа гастеротрих (Apodida p. Dasydides) вместо двурасщепленного заднего конца имеет задний конец округлый или лопастный.

В. М. Ш.

Ихтиман

или Истиман — город (см. Златица).

Ихтиманские горы

(на Балканском полуострове) — часть так называемой Средней Горы, идущей к югу от Балкан, параллельно Ст. Планине, от г. Ихтимана до Ямбола. Цепь И. гор служит соединительным звеном между Ст. Планиною и Родопскими горами. Здесь находится перевал Трояновы Ворота из долины Пловдивской (Вост. Румелии) в Средецкую (Болгарию), т. е. водораздел Марицы и Дуная. Около Ихтимана произошло поражение византийского имп. Василия с болгарским царем Самуилом в 986 г.

Ср. Будилович, "Обзор областей западного и южного славянства" (СПб., 1886).

Ихтиодорулиты

— игловидные или саблевидные ископаемые остатки, которые считаются плавниковыми иглами вымерших родов хрящеватых рыб (Selachii) — скатов и акул. Обыкновенно И. встречаются изолированными от других частей скелета рыб и лишь иногда сопровождаются зубами; поэтому строение тех организмов, часть которых представляют И., и классификация последних недостаточно твердо установлены. Родовым названиям тех рыб, которые известны только по И., принято придавать окончание acanthus, каковы: Ctenacanthus, Gyracanthus, Stenacanthus и многие другие. И. встречаются в отложениях всех геологических систем, начиная с силурийской, но преимущественно в образованиях палеозойской группы Зап. Европы, Сев. Америки и России. Изучением И. много занимался Агассис; описание русских ихтиодорулитов находится в работах Пандера, Щуровского, Траутшольда и Иностранцева.

Б. П.

Ихтиоз

(рыбья чешуя от ίχθύς — рыба) — болезнь кожи, характеризующаяся образованием более или менее твердых, плотно сидящих в нормально окрашенной коже, чешуеобразных эпидермидальных пластинок, которые придают поверхности тела вид рыбьей чешуи или змеиной кожи. При самой легкой форме болезни кожа представляется в известной степени шероховатой; затем, бывают случаи, в которых наблюдаются большие, но тонкие эпидермидальные пластинки, между тем как в самых интенсивных формах роговые массы могут достигать толщины от одного до многих сантиметров. К случаям последнего рода относятся те, которые описаны под именем людей-дикобразов (porcupine man). В более легких формах колени и локти обыкновенно сильнее поражены, тогда как ладони, подошвы и сгибательные поверхности сочленений остаются нетронутыми. Бывают и местные формы, при которых болезнь ограничивается только ладонями и подошвами. И. есть прирожденная болезнь и развивается обыкновенно уже в первые дни или месяцы после рождения, но известны случаи, где болезнь развилась уже во время утробной жизни, так что дети рождались на свет с плотными роговыми щитками на поверхности тела. Анатомические изменения состоят преимущественно в удлинении кожных сосочков и в наслоении эпидермиса, а сущность заболевания — в ненормально скором ороговении последнего. Несмотря на сильное уменьшение выделения пота, общие отправления организма обыкновенно не нарушаются сколько-нибудь заметно. И. вообще неизлечим, и с помощью терапии можно достигнуть лишь временного улучшения.

Ихтиозавр

(рыбоящер) — гигантский морской ящер, существовавший в мезозойскую эру и резко отличавшийся по своей организации от всех современных животных. Общей формой тела И. более всего напоминает дельфина. Удлиненная плоская голова заканчивалась тонкими, чрезвычайно длинными челюстями. Пасть была усажена многочисленными, острыми зубами, помещавшимися один возле другого в особых ячейках, как у современных кашалотов. Необыкновенно большие глаза отличались странным устройством: глазное яблоко было окружено кольцом из костяных пластинок; в настоящее время нечто подобное мы находим только у некоторых хищных птиц и черепах. Шея очень коротка и потому голова, как у рыб, непосредственно связана с туловищем. Позвоночный столб состоял приблизительно из 150 двояковогнутых, как у рыб, позвонков, из которых ок. 80 хвостовых, а к остальным прикреплялись длинные ребра; на хвосте, как у акул, находились длинные плавательные перья. Передние и задние конечности были развиты наподобие ласт современных китообразных и могли служить только для плавания, а не для передвижения на суше. И. дышали легкими и были, по всей вероятности, живородящими, а не яйценесущими (нередко находят внутри больших скелетов, между ребрами, отпечатки маленьких скелетов, обращенных головой к хвосту большого неделимого). И. достигали в длину от 1 до 10 и даже более м, жили в обширных морях мезозойской эры и питались рыбой и головоногим и, вероятно, и другими моллюсками. Они появились в небольшом количестве в триасовый период, достигли наибольшего распространения в юрский и окончательно вымерли в меловой период. В настоящее время из мезозойских отложений Англии, Швабии и Франконии описано свыше 50 видов И. В России многочисленные остатки их найдены в фосфорите (самороде) меловой системы Курской губ. Детальному исследованию и описанию русских И. посвящено несколько обширных и обстоятельных работ Киприянова, который много лет занимался изучением остатков этих животных.

Б. П.

Ихтиол

(от ίχθύς — рыба) — серосодержащий продукт перегонки некоторых смолистых горных пород, содержащих остатки ископаемых рыб; получается действием концентрированной серной кислоты и затем нейтрализацией полученного продукта посредством едкого натра; имеет вид дегтеобразного вещества, слабо щелочную реакцию, довольно неприятный запах и консистенцию вазелина; растворим в воде, в смеси спирта и эфира (в каждом из которых растворим только отчасти); в любой пропорции смешивается с жирами в маслами. В медицинскую практику И. введен в середине 1880-х годов и оказался необыкновенно полезным при лечении накожных болезней, ревматизма и подагры. Все формы экземы, хронический и острый сочленовный ревматизм, даже в тех случаях когда салициловая кислота оказывалась бессильной, быстро излечивались под влиянием И., весьма резко уменьшавшего зуд и болевые ощущения. И. представляет собой и наилучшее противовоспалительное средство при ушибах, растяжениях связок, ногтоеде, мастите и пр., причем особенно успокаивает боли. При внутреннем употреблении И. наблюдалось увеличение в весе и хорошее общее состояние больных, в силу улучшения в образовании белковых составных частей организма и уменьшения их распада. Нуссбаум объясняет благотворное действие И., при самых различных формах болезней, тем, что И. вызывает сужение расширенных волосных сосудов, следовательно, действует лишь в тех болезнях, которые в большей или меньшей степени связаны с аномалиями кровообращения и с расширением сосудов. Дозы, соблюдение которых имеет существенное значение для успешного применения И., колеблются между 0,5—1 % (припрелость у детей) и 50 % (ревматизм и экссудаты). Внутрь его назначают в виде драже — пилюль по 0,1 г 3 раза в день от 1 до 4 пилюль и больше, или же в капсулах. Эфирно-спиртовый раствор И. (30 %) — весьма распространенное и редко остающееся без хороших результатов средство от мигрени.

Ср. Иппа, "Ueber Ichthyol und Resorcin" (Гамб., 1887).

Ихтиология

— отдел зоологии, посвященный изучению рыб.

Ихтиорниты

(Ichthyornis) — см. Зубастые птицы.

Ихтиофтальм

— мясо-красный апофиллит (см.), в скорлуповатых агрегатах в мелафире (см.) из Фассаталя в Тироле.

Ихшиды

(Икшиды, Акшиды) — одна из династий, царствовавших в Египте и Сирии в период распадения халифата. Родоначальник ее — ферганский тюрк Джефф (ум. 861), служивший в наемном войске халифа Мотасыма. Его сын Тогдж вошел в милость у Хемруйе, 2-го из Тулунидов (египетская мелкая династия, воцарившаяся в 887 г. и владевшая также Сирией), и был наместником Дамаска и Тивериады. Сын Тогджа, Мохаммед Абу-Беир, в 928 г. получил от халифа Моктедира в управление г. Рамле, а потом — Дамаск. В 935 г., при халифе Рады Биллях, он является наместником Египта, Сирии, Месопотамии и сев. -вост. городов Хеджаса; в 939 г. он получает титул "Ихшид" (соб. "Акшид" = "князь князей", титул ферганского повелителя, от которого Мохаммед себя производил). В 940 г. халиф посылает против заносчивого Ихшида войско. Перевес остался на стороне Ихшида, но тотчас же ему пришлось выдержать упорную борьбу с Сеиф-од-довлетом, представителем выдвигающейся династии Хемданидов (воцарилась в 937 г. в сев. Сирии). По миру 945 г. Месопотамия и часть Сирии отошли к Хемданидам. а остальная часть Сирии — к Ихшидам. В 9 4 5 г. И. умер, и регентом за его малолетнего сына Абуль-Касыма Ануджура стал евнух, негр Кафур, талантливый полководец, искусный и коварный политик. В 961 г. ум. Ануджур, как подозревают — отравленный регентом. Та же участь постигла Алия, его брата и преемника, когда он вздумал спорить с Кафуром (966). После смерти Алия владетелем Египта и части Сирии признавался халиф Моты, а управлял ими Кафур. Его раздоры с опекаемыми И. подготовили почву для династии Фатымидов, тем более, что тайные даыи (см. Исмаилиты) вели упорную пропаганду; в их сети попал даже сам регент. Вдобавок наступил голод и Карматы (см.) вторглись в Сирию. После смерти Кафура (968) фатымид Моизз Лидиниллях занял Египет почти без боя, а затем овладел Сирией. У Алия был сын Ахмед-Абуль Феварис; он ум. в 987 г.

См. Вейль, "Geschichte d. Chalifen" (3846) и Мюллер (у Онкена)

А. Е. К.

Иц

(It z) — правый приток Майна; истоки в Тюрингенском лесу у Влессберга, протекает Саксен-Кобург и впадает в Майн в Верхней Франконии, ниже Раттельсдорфа; 80 км длины; берега очень плодородны.

Ицего

(Itzeho) — город в прусской провинции Шлезвиг-Гольштейн, на судоходной р. Штёр; 12481 жит. (1890); две древние церкви, Институт благородных девиц (некогда женский монастырь цистерцианцев), богадельня св. Георгия, учрежденная графом Адольфом IV в 1240 г.; заводы сахаро- и мыловаренные, Механическое производство сетей, выделка деревянных изделий и др.; торговля преимущественно хлебом, вином, скотом; гавань искусственно сделана доступной для судов, сидящих не глубже 3,5 м; в 1892 г. прибыло 2314, отбыло 2301 судов. Город получил свое имя от крепости, основанной в 809 г. Карлом Великим, для защиты от датчан и вендов, и называвшейся Эссефельдобург, Эзельсфлет, Эцего. С XII ст. — резиденция графов Голштинских. В эпоху 30-летней войны шведы несколько раз завоевывали И.

Иценплиц

(Генрих Август Фридрих, граф v. Itzenplitz) — прусский государственный деятель (1799—1883), юрист по образованию и первоначальной службе, член палаты господ. В марте 1862 г. И. назначен, в кабинете Гогенлоэ, министром земледелия, а в декабре, в кабинете Бисмарка, принял на себя министерство торговли. Вышел в отставку в 1873 г., вследствие нападений Ласкера на его железнодорожную политику.

Ицены

— кельтический народ древней Британии, населявший одну из юго-вост. областей острова (теперь Норфолк и Суффолк); восстал против римского владычества при Нероне. Поводом к восстанию послужили: 1) разорение римскими легионами острова Мона, главного убежища друидизма и очага кельтических национальных традиций; 2) злоупотребления римских администраторов и ростовщиков (в том числе знаменитого Сенеки; 3) оскорбления, нанесенные иценской царской фамилии. Зачинщицей и руководительницей восстания явилась вдова умершего царя Боудикка (более известна под ошибочным именем Боадицеи). К И. примкнули все народы, обитавшие вокруг главных центров римского владычества в юго-вост. Британии — Камулодуна, Лондона и Верулама. Полное поражение восставших решило судьбу южной части острова в пользу Рима.

Ици-бу

(Itzibu, Itsibu, т. е. один бу) — японская четырехугольная серебряная монета (см. Бу).

Ицилии

— римский плебейский род, в течение V в. неоднократно выдававшийся в борьбе с патрициями ревностною защитой прав плебеев. Наиболее известны: 1) Спурий И., который в 494 г. был одним из депутатов к сенату от удалившихся на священную гору плебеев; по преданию, в том же году он провел закон о наложении наказания на всякого, кто будет мешать трибуну при его обращении к народу. — 2) Луций И. Руга был трибуном в 456 г. и, несмотря на противодействие консулов, добился принятия закона о том, чтобы земля на Авентине была объявлена государственной собственностью и роздана плебеям (lex Icilia de Aventino publicando). Предание заставляет этого же И. играть роль в свержении децемвиров, как жениха Виргинии (см. соотв. статью). Трое И. в 409 г. были народными трибунами. Они добились того, чтобы из четырех квесторов трое было плебейских.

Ицилий Квинт

— псевдоним военного писателя Гишара (см. соотв. статью).

Ицка

— река, приток Оки, в Орловской губернии. Длина течения 43 версты, при падении в 12 саженей. Берет начало у с. Шаховцы, в сев.-зап. углу Кромского у. Орловской губ. Все течение И. принадлежит Кромскому у. и направлено по широте с З на Ю (ш. 52° 48'). И. представляет значительный геологический интерес по строению берегов. Верховья лежат среди отложений довольно чистого белого мела, ниже фосфоритных песков. Далее река врезается в отложения нижележащей — более древней — юрской системы, представляющей здесь синие и черные глины, чрезвычайно богатые железными рудами — сферосидеритом или глинистым шпатовым железняком и бурым железняком. В этой полосе особенно выделяются своими рудами селения: Верхн. и Нижняя Баевки, Алмазово, Альшановка, Сковородовка, Коровье Болото, Хорошилово, Лески и Бобраки. Среднее расстояние от жел. дор. ок. 20 в. Содержание железа от 35 до 40 %. Кроме железной руды встречается серный колчедан. Затем уже в Коровьем болоте начинаются выходы еще глубже лежащей девонской системы, состоящей преимущественно из известняков, доломитов и песчаников с зелеными глинами; хорошие выходы в Самохваловке и Агеевке. Попадаются кальциты. Доломиты слабомагнитные. Ломки известняка для строительного камня и шоссе.

И. Кудрявцев.

Ицмиквильпан

(Ismiquilpan) — 1) округ в мексиканском штате Гидальго; около 50000 жит.; 2) гл. г. его, на р. Рио де-Тула, 1700 м над уровнем моря; ок. 15000 жит.

Ицтакцигуатль

(Iztaccihuatl, произн. Истаксиг'уатль) — вулкан на ЮВ мексиканской долины, высота 5207 м, снежная линия 4492 м; к С от Попокатепетля, с которым соединен так назыв. седлом, высотой в 3700 метр.

Ицштейн

(Иоанн Itzstein) — немецкий политический деятель (1775— 1 855). Как член баденской палаты депутатов (с 1822 г.), И. был одним из вождей оппозиции. Избранный, в 1848 г., в германский парламент, он примкнул к крайней левой. В баденской революции 1849 г. И. не принимал личного участия, но ему пришлось на некоторое время удалиться в Швейцарию и Эльзас; баденское правительство лишило его гражданских прав.

Ич-огланы

— пажи при дворе турецких султанов.

Ича

— река Приморской области, впадает в Охотское море; берет начало на западном склоне главного Камчатского хребта и течет, в общем, на З (длина 150 в.) до впадения своего в губу Чканич. Верстах в 20-и от устья находится селение И., или Оуат, прежний острожек. Отсюда хорошо видна Ичинская сопка (см.).

Ичара

— горная вершина на западном берегу Сахалина, к сев. от мыса Утасу (48° 16' с. ш.), до 4000 фт. высоты: окаймляет своими отрогами оз. Райтсиска и здесь обрывчато спускается в Татарский пролив, образуя близ берегов подводные камни.

Ичеготы

иначе ичетоги, ичетыги, ичитыги, ичотоги и чедыги — в Московской Руси сафьянные мягкие сапоги, какие носили и до сих пор носят татары, всегда с калошами-башмаками. Делались И. и атласные, бархатные, камчатные, иногда с золотым и серебряным шитьем.

Ичин

— см. Гичин.

Ичипская сопка

— иначе Белая сопка, по-камчадальски Колхон — высочайшая вершина центрального Камчатского хребта в Приморской обл., на п-ове Камчатке, приблизительно под 55° 9 ' с. ш. По исчислениям Эрмана, поднимается до высоты 16900 фт., т. е. на несколько сот фут выше Ключевской сопки. И. сопка имеет вид усеченного конуса с вершиной, покрытой вечным снегом; представляет из себя древний, ныне совершенно не действующий вулкан; извержении его на человеческой памяти не было; в настоящее время сопка даже не дымится. Из каких горных пород состоит И. сопка неизвестно, но она находится на границе распространения с одной стороны базальтов и трахитов, встречающихся на С от нее, с другой — гранитов и сиенитов, из которых состоит Камчатский хребет южнее И. сопки. Склоны ее, равно как и ближайшие окрестности Камчатского хребта, дают начало многим речкам, текущим частью на В в р. Камчатку (напр. pp. Кимитана, Кирганик), частью на З в Охотское море, каковы: Компакова, Оглукомина, Ича, Сопочная и Морошечная. Склоны И. сопки покрыты хвойным лесом, который славится особенным обилием диких зверей: сев. оленей, медведей, соболей и лис, а в скалистых местах водятся горные бараны (аргали). Обилие зверей привлекает на И. сопку большое число охотников камчадалов и ламутов. В альпийской области И. сопки встречаются превосходные луга.

Ср. Erman, "Reise" (III, 481), Ditmar "Reise in Kamtschatka" (стр. 368, 388, 390).

А. Никольский.

Ичка

— гора Оренбургской губернии, на границе Новоузенского уезда Самарской губернии с Уральской областью, на водоразделе pp. Камелика и Деркула (лев. пр. Урала). Ичка — самая высокая гора в этой области; она конической формы, подошва ее глинистая и сухая. Отсюда берет начало р. Деркул. На зап. стороне горы встречаются водоемы, сделанные калмыками, и ямы, которые в дождливое время наполняются водой. Вершина горы состоит из песчаника с окаменелостями девонской системы (Рес ten striatus, Tellina inaequalïs, Inoceramus Cerithium и др.). В обнажениях горного ската виден мергелистый известняк и пишущий мел. Поблизости находится почти столь же высокая гора — Деркул.

Л. В.

Ичкерия

— под этим названием известны верховья реки Аксай в Веденском округе Терской области.

Ичкин

— большая речка в Пермской губернии, в Шадринском уезде, левый приток реки Исети. В И. впадают: справа р. Скакунка, а слева — Ольховка.

Ичня

— местечко Черниговской губернии, Борзенского уезда, в 45 верстах от уездного города; старое сотенное местечко Прилуцкого полка. Жит. 9868. Школы двуклассная министерская и земская, сельская библиотека-читальня; ректификационный, винокуренный и мыловаренный заводы; больницы мужская и жен.; базары, 4 ярмарки; церквей православных 4.

Предыдущая страница Следующая страница