Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "И" (часть 29, Иск - Исп)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "И" (часть 29, Иск - Исп)

Предыдущая страница Следующая страница

Искры

— еженедельный художественно-литературный и юмористический журнал, издается в Москве с 1901 г. Изд. И. Д. Сытин, редактор О. И. Благов, зав. редакцией (фактич. редактор) M. M. Boиoвич.

Искудар

(Iskudar) — город в Малой Азии; см. Скутари.

Искунное

(скунное или кунное) — так называлась в некоторых местах Древней Руси пошлина с денег, привозимых в города для закупки товаров, введенная не ранее конца XV века.

Искуп

— несостоятельные должники по древнерусскому праву обращались в рабство. Еще по первому Судебнику вор, не имевший имущества для удовлетворения требований истца, по наказании кнутом выдавался истцу "в его гибели головой на продажу". По второму Судебнику этот порядок смягчается: вор выдается истцу головой на правеж до И., т. е. до отработки долга. Вскоре после того должникам совершенно запрещено продаваться в полные и докладные холопы. Так окончательно сложился тот порядок, что должники, отстоявшиеся на правеже (см.) и не владеющие никаким имуществом, выдавались кредитору до искупа, т. е. поступали к нему во временное холопство. При выдаче головой с кредитора бралась подписка, что ему должника "не убить, не изувечить, никакого дурна не учинить, не морить голодом и одевать". Выданные должны были слушаться хозяина, "как годится рабу пред господином". В случае нарушения кредитором указанных правил на него можно было жаловаться, и он за вину подлежал наказанию. Эта зависимость должника продолжалась до отработки долга, причем погашение долга исчислялось по таксе: годовая работа взрослого мужчины оценивалась в 5 руб., женщины — вполовину, подростков — в 2 руб. Этот способ взыскания применялся не ко всем классам населения: служилые люди и духовенство головой до И. не отдавались.

М. Д.

Искупитель

— одно из названий И. Христа как Спасителя мира. См. Искупление.

Искупление рода человеческого Иисусом Христом

— основной догмат христианской религии. Нарушив первоначальный завет свой с Богом через грех прародителей, — учит христианство, — человек тем бесконечно оскорбил беспредельно-великого своего Создателя и подвергся вечному проклятию, заразил все существо свое грехом и извратил всю свою природу — разум и волю. Чтобы избавить его от этих зол и восстановить союз его с Богом, необходимо было удовлетворить правосудие Божие, — которое, как и всякое другое свойство Божие, не могло остаться без свойственного ему действия, — уничтожить затем грех в существе человека и вообще истребить гибельные последствия, произведенные грехом в природе человека и во всем мире. Для этого нужна была столь же великая умилостивительная жертва, сколь велико было оскорбление, нанесенное человеком не кому иному, как самому Богу. Такой вполне довлеющей жертвы не мог принести сам человек: что бы он ни сделал с этой целью, все было бы несоразмерно греху оскорбления величия Божия. Средство для удовлетворения правды Божией изыскал и дал сам Бог, правосудный, но в то же время и милостивый. В предвечном совете Божием определено было, чтобы второе лицо св. Троицы, Сын Божий, соделался человеком и, приняв на себя все грехи человеческие, претерпел за людей все, что требовалось правосудием Божественным. Хотя дело И. рода человеческого вторым лицом св. Троицы было предопределено, согласно Божественному предвидению, еще прежде сложения миpa, однако исполнено оно не вслед за грехопадением первых людей. Необходимо было, чтобы люди в продолжение веков опытно узнали и сильнее восчувствовали свое нравственное бессилие и сами возжелали Божественной помощи, так как "Бог мог создать нас без нас, но спасти нас без нас не может", по выражению блаженного Августина. Затем нужно было приготовить людей к достойному принятию Искупителя и сделать способными к свободному усвоению его учения, что и было совершено через ветхозаветное откровение. В определенное время явившись в мир через воплощение и сделавшись совершенным человеком, И. Христос, будучи совершенно безгрешен и невинен, потерпел за наши грехи страдания и смерть. Жертва Искупителя — жертва всеобъемлющая, искупительная сила которой простирается на весь мир, на все грехи, всех людей, всех времен, под условием усвоения ее верой и жизнью по вере. Затем, хотя Он страдал один за весь род человеческий, но так как Он лицо Божеское, с которым не могут сравниться не только люди, но и весь мир в своей совокупности, то его страдания и смерть составляют жертву не только вполне удовлетворяющую Божию правосудию, но и преизбыточествующую. Своей крестной смертью И. Христос ознаменовал новый завет, которым воссоединил человека с Богом, даровал ему средства быть святым и достойным блаженного бытия в жизни будущей. См. "Догматическое Богословие" митроп. Макария (изд. 1883 г., т. II); "Православное обозрение", статьи: Гизо — "Искупление" (1864, № 12), Сергиевский — "Искупление человека" (там же, 1871, № 12), M. M. Воздвиженский — "Искупление как откровение благости и правосудия" (т. же, 1885, № 1; 1886, № 1).

Н. Б.

Искус

(церк.) — см. Испытание.

Искусства журнал

— журнал театра, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры и словесности, выходил в СПб. с сент. 1860 г., два раза в месяц. Вышло 6 №№. В приложении к журналу помещались портреты, гравюры и ноты. См. "Музыкальный и театр. вестник" (1860 г., № 34).

Искусственная система

— см. Системы.

Искусственная точка прицеливания

— при стрельбе из артиллерийских орудий бывают случаи, когда или невозможно, или нежелательно прицеливаться непосредственно в цель. В таких случаях применяется прием прицеливания в И. точку, к которому, впрочем, нередко прибегают даже и при стрельбе по видимой цели. Пусть для попадания из орудия в точку С (см. чертеж) прорезь прицела должна быть поднята на высоту h над осью орудия и отклонена влево на величину δ.

Искусственная точка прицеливания

Высота прицела h соответствует расстоянию до цели, а боковое отклонение δ служит для уничтожения деривации (см.) снаряда на данном расстоянии. При только что указанных условиях линия прицеливания будет δ AC, где А вершина мушки. Впереди орудия выбирают некоторый отчетливо видимый предмет С' и, не трогая орудия, наведенного в цель С, передвигают прорезь прицела (вверх или вниз, вправо или влево) до тех пор, пока она не будет находиться на линии C'A; точка С' называется И. точкой прицеливания, а линия прицеливания в эту точку будет δ 'A'C. Если при следующем выстреле вновь установить орудие по линии прицеливания δ 'АC', то ось канала получит такое направление, при котором траектория пройдет через обстреливаемую цель. Прием прицеливания в искусственную точку требует возможной неизменяемости во время стрельбы взаимного положения орудия, цели и И. точки прицеливания, а потому необходимо наблюдать, чтобы орудие с лафетом перед выстрелом занимало прежнее место. Предпочтительнее выбирать И. точку прицеливания не слишком близко от стреляющего орудия. Она может быть не только впереди, но и позади орудия; в последнем случае глаз наводчика располагается перед вершиной мушки и линия прицеливания направляется через вершину мушки, через прорезь прицела на И. точку. Такой прием назыв. обратной наводкой и нередко применяется для орудий береговой артиллерии. Если на местности нет предмета, подходящего для искусственной точки прицеливания, то устанавливается в удобном месте шест, веха, или другой какой-либо знак. При ночной стрельбе из осадных и крепостных орудий искусственной точкой служит потайной фонарь, надетый на веху и обращенный светлым отверстием к орудию.

А. Як.

Искусственная шерсть

(laine de renaissance, laine artificielle, Kunstwolle, Lumpenwolle, shuddy wool, shuddy, shoddy, munco, mungo) — получение этого продукта из шерстяных или полушерстяных новых и ношеных лоскутьев (тряпок), а также из соответствующих прядильных и ткацких отбросов впервые было достигнуто только в 1845 г. в Англии, а в настоящее время вследствие своей дешевизны (в 4-6 раз дешевле натуральной) И. шерсть уже настолько распространилась на континенте и в Сев. Америке, что составляет около 1/3 всей обрабатываемой шерсти по количеству. Почти во всех европейских государствах имеются фабрики И. шерсти, вырабатывающие до 150 млн. кгр. этого продукта, и не говоря уже о дешевых сортах шерстяных тканей, всегда, разумеется, содержащих значительное количество И. шерсти, нередко приходится констатировать примесь таковой и в более дорогих тканях, выдаваемых за изготовленные из настоящей шерсти, тем более, что определение в данном случае фальсификации принадлежит к числу наиболее трудных микроскопических исследований. Обыкновенно И. шерсть делят на шоди, альпака (иначе экстракт) и мунго. Шоди добывается из чистошерстяных неваленых тканей и вязаных изделий, а также из тканей, не подвергающихся стрижке; длина волосков — свыше 2 стм. Альпака — из подобных же тканей, но содержащих еще растительные волокна; длина волосков тоже свыше 2 стм. Мунго получается из суконных лоскутьев и имеет волоски только в 5-20 мм длиной. По поступлении на фабрику тряпки прежде всего самым тщательным образом рассортировываются по роду тканей, цвету, добротности и пр., причем попутно отделяют от них пуговицы, крючки, шнурки и другие посторонние предметы и распарывают швы и кромки. Рассортированные тряпки, если они не новые, пропускаются для удаления пыли и грязи через волчок (см. Трепанье хлопка и шерсти), а иногда промываются в горячей воде и высушиваются на сетчатых рамах или посредством сушильных аппаратов (см. Мытье шерсти) и затем расщипываются на так называемой щипальной машине (effileuse; deflocheuse, machine á défiler, á detisser, á defloc her, Lumpenwolf), состоящей в существенных своих частях из раскладочного полотна, подводящих (питающих) валиков и барабана с заостренными стальными зубьями. Перед поступлением на эту машину тряпки, разрезанные предварительно на мелкие кусочки, нередко намасливаются или смачиваются водой — делается это отчасти для более успешного хода операции, отчасти ради ограждения рабочих от вредной для них пыли. Если имеют дело с полушерстяными тряпками, то прежде расщипывания освобождают их от растительных волокон посредством (изобретенного в 1851-1852 г. K ö ber'oм) карбонизационного процесса, который по большей части состоит в том, что тряпки обрабатывают серной кислотой 4° В и высушивают затем при 60-80° Ц. в особенных сушилках, после чего разрушенные растительные волокна (шерстяные почти не теряют прочности) отделяются через выколачивание, а остатки серной кислоты удаляются при помощи содовой ванны и промывания. При этом упругие растительные волокна превращаются в хрупкую гидроцеллюлозу (см. Волокна растений), которая и удаляется при выколачивании. И. шерсть идет на уточную пряжу, обыкновенно в смешении с натуральной (10-25%), и только при наиболее длинноволосых сортах ее обходятся без такой прибавки. Ткани, содержащие И. шерсть, известные во Франции под именем tissus d e renaissance, могут иметь очень красивый вид, но в отношении прочности, конечно, в значительной мере уступают изготовленным из натуральной шерсти. Следует отличать еще совершенно другого рода И. шерсть (laine artificielle, Kunstwolle, artificial wool) — продукт, получаемый по способу Неймана из льняных, пеньковых и джутовых отпадков и пакли, который прядется в смешении с настоящей шерстью и часто встречается в низших сортах сукон.

Литература. Grothe, "Technologie der Gespinstfasern" (т. I); Scheuerle, "Die Fabrication der Kunstwolle und der Karbonisationsprocess. Preisarbeit. Deutsch. Wollengewerbe" (1885); Lö bner "Die Karbonisation der Wolle, Gewebe, Lumpen u. s. w. und die Kunstwolle-Fabrication" (Грюнберг, 1890); H öhnel, "Die Mikroskopie der technisch ve rwendeten Faserstoffe" (В., Пешт, Лпц., 1887).

П. Копосов. Δ .

Искусственное возобновление леса

— производится: 1) семенами — посевом; 2) целыми растениями, или деревцами, различного происхождения — посадкой сеянцев, саженцев и дичков; 3) частями растений: а) частями стволов с корнями — посадка пеньков; б) частями стволов и ветвей — посадка кольев и черенков и в) частями корней — посадка корневых черенков. Оно применяется не только при возобновлении леса, уже произраставшего на данной площади, но и при разведении его вновь на площади, бывшей до сих пор безлесной, отчего и называется часто, неправильно, лесоразведением. Не касаясь удобств, представляемых в хозяйстве И. возобновлением леса сравнительно с естественным (см. соотв. статью) относительно применимости посева и посадки [Под словом посадка здесь понимается высадка сеянцев, саженцев, дичков и пеньков, так как посадка черенков и кольев применима только у весьма немногих древесных пород (ив и тополей), обладающих особенно сильной способностью к вегетативному размножению.] необходимо заметить: I) В пользу посева говорят следующие обстоятельства: а) этот способ очень близок с возобновлением и разведением леса самой природой; б) культурные манипуляции в нем отличаются простотой и легко могут быть выполнены обыкновенными сельскохозяйственными рабочими; в) он требует меньшего расхода рабочей силы, в особенности при предварительном пользовании лесной почвой для сельскохозяйственных целей; г) получаемый от посева лес отличается лучшим здоровьем, чем взращаемый при посадке, так как при последней саженцы часто имеют раны, на которых легко поселяются паразиты, причиняющие разные болезни; особенно страдают древесные породы с сильно развитыми в глубь почвы корнями; д) иногда характер местности заставляет отдать преимущественно посеву перед посадкой, как, напр., при разведении ели на почве, сильно пронизанной корнями, скалистой или каменистой; е) точно так же как и при взращении леса под пологом защитного насаждения, напр. пихты под сосной и елью, или бука под дубом. II) Напротив того, другого рода соображения заставляют отдать преимущества посадке перед посевом: а) саженцы развиваются в питомнике при наиболее благоприятных условиях, а потому, будучи более сильными и взрослыми, высаженные на культивируемую площадь легче переносят различные неблагоприятные для их роста влияния; б) при посадке устраняется возможность образования густых, медленно развивающихся насаждений, сильно страдающих от навала снега; в) в "посадных" насаждениях прирост обыкновенно бывает больший, чем в "посевных": при самом образовании насаждения на данную площадь помещается уже прирост одного или нескольких лет в виде деревцов-саженцев; образующийся затем прирост у последних, вследствие равномерного распределения их на закультивировываемой площади, возраста и хорошего развития, тоже бывает больше, чем у деревцов, появляющихся от посева; г) значительно облегчается образование смешанных насаждений, представляющих очень много хозяйственных выгод перед чистыми; д) устраняется зависимость размеров лесовозобновления от появления семенных годов; е) при современном состоянии техники производства посадки и посева представляется гораздо более уверенности в успехе первых сравнительно с последними и ж) сокращаются расходы на покупку семян. В некоторых случаях посадка безусловно предпочитается посеву, как, напр., при разведении без защиты тенелюбивых древесных пород (пихты, бука), при возобновлении на сырой или мокрой почве, где семенные всходы страдают от морозов и заглушения травой, точно так же как и на очень сухой — сыпучем песке, — где хилые семенные всходы скорее погибнут, чем хорошо развитые, с длинными корнями саженцы [Исключением в этом отношении служит отчасти сосна: большинство теперешних лесных хозяев предпочитают посев ее посадке однолетних саженцев в щель.]; при разведении древесных пород (дуба, бука, каштана), семена которых легко уничтожаются животными; при дополнении молодняков, в которых встречаются небольшие прогалинки, просветы или плешинки; при взращении деревьев на пастбищах, закладке парковых насаждений, устройстве аллей и т. п. случаях. О технических манипуляциях при И. возобновлении леса см. Посадка и Посев.

В. Собичевский.

Искусственное дыхание

— см. Дыхание.

Искусственное масло

— см. Маргарин.

Искусственное оплодотворение

— см. Оплодотворение.

Искусственное питание

(мед.) — введение питательных веществ в желудок и кишки посредством желудочного зонда и клистиров. И. питание применяется в случаях сужения пищевода, опухолей при входе в пищевод и желудок, судорожного сжатия челюстей и вообще, когда нормальное принятие пищи невозможно или сильно затруднено. И. питание приходится применять также у душевнобольных, упорно отказывающихся от приема пищи. Желудочный зонд вставляют через рот, а иногда через нос, и осторожно продвигают до уровня желудка; соединив зонд с сосудом, наполненным питательной жидкостью, медленно вводят жидкость в желудок. Питательные клистиры применяются в тех случаях, когда введение зонда невозможно. В особенно тяжелых случаях прибегают к наложению желудочной или кишечной фистулы, через которую вводят питательную жидкость. И. питание производится самим врачом или под непосредственным его наблюдением.

Искусственное топливо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Искусственные зубы

— см. Зубы.

Искусственные камни

Статья большая, находится на отдельной странице.

Искусственные минеральные воды

— см. Минеральные воды.

Искусственные препятствия

— устраиваются войсками при укреплении позиций; цель — задержать атакующего (штурмующего) под метким огнем с позиции; поэтому И. препятствия всякого рода должны быть достаточно широки, чтобы нельзя было их перескочить (2-3 саж.); достаточно длинны, дабы воспрепятствовать безнаказанному обходу их, и (главное) должны находиться под сильнейшим и действительнейшим огнем с позиции, расположенной позади или с фланга (не далее 50-100 шаг., в крайности — до 300 шаг.). И. препятствия располагают перед укреплениями, окопами, а также и в местах, по коим желательно преградить доступ противнику; они устраиваются как перед полевыми верками, так и перед временными и долговременными. В частности И. препятствия располагают или перед слабейшими пунктами позиций и укреплений (выходы, исходящ. углы и проч.), или перед важнейшими из них (ключи позиции, редюиты и т. п.). И. препятствия можно устраивать, пользуясь: 1) землей — рвы наружные и передовые, волчьи ямы (см.); 2) водой — рвы водяные, с вододействием и без оного, наводнения, запруды; 3) деревом — палисады (тамбур), штурмфалы, шахматные колья, шострапы, рогатки, бороны, засеки (см.); 4) проволокой — железная проволочная сеть, матрасы из проволочных спиралей; 5) штучн. железом — железные решетки, штурмфалы; 6) камнем — завалы, стенки отдельные, эскарпные и стены эскарпные и к.-эскарпные примкнутые; 7) взрывчатыми веществами, именно: порохом, пироксилином, динамитом — фугасы обыкновенные и самовзрывные, или полев. торпедо и камнеметы. И. препятствия, увеличивая потери в рядах атакующего задержкой его под огнем и способствуя охлаждению того порыва, которым воодушевлен обыкновенно штурмующий, всегда полезны для обороны, и к устройству их следует прибегать при первой возможности. Но необходимо скрывать препятствие от взоров противника, потому что зачастую сила препятствий заключается не более как в неожиданности их для противника и в неимении у штурмующего подходящего инструмента для их уничтожения и преодоления. Собственно мертвые преграды, раз известно их устройство, преодолеваются более или менее легко и быстро (2 -5 мин.), и только современное огнестрельное оружие, способное даже и в этот краткий срок нанести огромные потери штурмующему, делает естественные и И. препятствия нередко неодолимыми. Замечательный пример пользования И. препятствиями в древности представляют циркум— и контрвалационн. линии Юлия Цезаря при блокаде Алезии (54 г. до Р. Х.); с тех пор во все времена и во всех войнах искусственные препятствия играли весьма существенную роль (Дюппель, и форт Вагнер в 1864 г.; Бельфор в 1871 г.; Плевна-Шипка в 1 877 г.).

К. И. В-о.

Искусственные удобрения

концентрированные или продажные, искусственные туки — специально приготовляются на фабриках и заводах для удобрения почвы; заключают в данном весе возможно большее количество тех веществ, которые необходимы для питания растений. Подобно другим фабричным и заводским произведениям, они поступают в продажу, тогда как другие удобрения (навоз, компост) большей частью изготовляются в собственном хозяйстве, для своих потребностей. К числу И. удобрений принадлежат: фосфоритная и томасовая шлаковая мука, суперфосфаты, сернокислый аммиак, чилийская селитра, хлористый, фосфорнокислый, сернокислый и азотнокислый калий, костяная, мясная, роговая и шубная мука и т. п. Все эти удобрения применяются в более интенсивных хозяйствах. Употребление их в русском сельском хозяйстве заметно увеличилось с половины шестидесятых годов, хотя первоначально и ограничивалось преимущественно прибалтийскими, привислянскими, сев.-западными и юго-западными губ., причем эти удобрения большей частью привозились из-за границы. Устройство заводов в России и появление русских И. удобрений (фосфоритной муки Куломзиных, Мясоедова и Рибопьера, костяной и томасовой шлаковой муки и суперфосфатов лифляндской фирмы "Самопомощь", фосфоритных туков и суперфосфата рязанского товарищества, сернокислого аммиака СПб. общества костеобжигательных заводов, муки: рыбной — завода Степуна, шубной — псковского завода, мясной - завода Розенфлянца и др.) значительно расширило их употребление в наших отечественных хозяйствах (см. Удобрение почвы).

С.

Искусственные члены

Статья большая, находится на отдельной странице.

Искусственный выкидыш

— см. Выкидыш.

Искусственный мрамор

— см. Искусственные камни.

Искусственный цемент

— см. Цемент.

Искусственный шелк

(soie artificielle), изобретение Дешардоне — изготовляется из желатинированного (см.) коллодия (см.), который вытесняется под давлением в 8-10 атмосфер в стеклянные трубочки, в верхней части сильно суживающиеся, и по выходе из них тотчас же затвердевает (от высыхания эфира или от действия воды) в виде тончайшей (0,001-0,040 мм диам.) нити. Полученная таким образом нить наматывается на мотовило, заключенное ради просушки нити в ящик, нагреваемый до 30°. Затем, чтобы сделать полученный продукт, представляющий взрывчатое вещество, менее опасным в отношении огня, мотки промываются в растворах (напр. серной печени), содействующих поверхностному разнитрованию (отнятию элементов азотной кислоты). И. шелк, мало уступая в блеске и эластичности природному, сравнительно близко подходит к нему и в отношении крепости, выдерживая до 35 кгр. на кв. мм (природный шелк — до 44). Красится и сучится совершенно так же, но при тканье идет только на уток. Стоимость его — от 1/6 до 1/2 настоящего.

П. Копосов. Δ .

Искусство и Наука

— иллюстрированный журнал для юношества; выходил в Москве в 1896 г. Изд. А. И. Мамонтов, редактор Я. Л. Барсков.

Искусство, в философском отношении

— см. Эстетика.

Искусство, московский журнал

— художественный и художественно-критический журнал, изд. в Москве с 1905 г. ежемесячно. Ред.-изд. Н. Я. Тароватый.

Искусство, с.-петербургский журнал

еженедельный художественно-литературный — выходил в СПб. с 1883 г. по 25-е марта 1884 г. (№№ 1-62). В нем принимали участие: А. Бородин, К. Случевский, П. Боборыкин, Алексей Веселовский и др. В приложениях к журналу помещались портреты выдающихся деятелей в области И. Ред.-изд. Ф. Гриднин и В. Чуйко, а с № 14 1883 г. один ред.-изд. Ф. Гриднин.

Искут

или Ускют — деревня Таврической губернии, Ялтинского уезда, на шоссе между Алуштой и Судаком, верстах в 2-3 от моря. Существовало еще при генуэзцах, называвших его Sculli. Населено исключительно татарами, почти совершенно незнакомыми с русским языком. 508 дворов, 2258 жит. Мечеть, школа, 3 лавки. Главное занятие жителей садоводство и виноградарство; есть и табачные плантации. Жители И. пользуются репутацией хороших виноградарей и в пору обрезки виноградников работают в садах южного берега Крыма.

К. В.

Искушение

(ten tatio) — на языке христианской морали и аскетики означает: 1) внешний повод или вызов (соблазн) согрешить — нарушить данную заповедь, собственный обет, изменить сознанному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов; 2) внутреннее влечение и возбуждение, под влиянием порочной наклонности или страсти, поступить таким же образом. По учению христианской аскетики, И. посылаются или попускаются Богом (кн. Бытия XXII, 1, Псал. XXV, 2) для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через свободное, усилием собственной воли, преодоление И. и отвержение предметов соблазна (Иак. I, 12). И. — обычный и неизбежный спутник в нравственной жизни христианина, на какой бы высоте нравственного достоинства он не находился; их не следует ни бояться, ни искать (I Кор. X, 13); убегать от них христианину то же, что воину бежать с поля сражения, но искать их опасно: ап. Петр уверял, что если и все отвергнутся от И. Христа, то он один останется ему верен, а когда представилось ему И. отречься от Христа — отрекся. Учение христианской аскетики об И. вообще, их классификация, психология борьбы с ними и анализ психических процессов под влиянием их — литературная специальность св. Исаака Сирина (см. русский перев. его слов, М., 1854). Свод мнений других св. отцов церкви об этом предмете см. в сочинениях епископа Игнатия Брянчанинова, особенно же в его книге "Отечник".

H. Б.

Исла

(José -Francisco de Isla) — испанский иезуит-сатирик (1703-81). Его "Juventud Triumfante" (1724) и "Dia Grande de Navarra" (1746) — тонкая сатира на празднества в Саламанке и Пампелуне. Его проповеди ("Sermones", 1729-54) отличались чистотой и правильностью слога и явились благодаря этому живым протестом против упадка и вульгарности слога школы "культистов" (см. Испанская литература). Самое замечательное произведение И., "Historia del famoso Predicator, Fray Gerundio de Campazas" — сатирический роман, имевший огромный успех, но вместе с тем создавший автору множество врагов. Инквизиция выразила И. порицание и запретила его книгу. Запрет, впрочем, был скорее номинальным, так как фактически "Fray Gerundio" бойко расходился. Изгнание в 1763 г. иезуитов из Испании сильно потрясло И. Он уехал в Корсику, затем в Болонью; тут он издал 2 и 3 части "Fray Gerundio" и написал поэму "Ciceron". Уже после его смерти, в 1787 г., был напечатан наделавший много шума его перевод "Жиль Блаза". И. утверждал, что настоящий автор "Жиль Блаза" — один андалузский адвокат, который будто бы передал свою рукопись Лесажу. Это утверждение возбудило долголетние споры, окончившиеся признанием оригинальности французского произведения.

Иславин

(Владимир) — по поручению министерства государственных имуществ посетил в 1844 г. Крайний Север, что дало ему материал для книги "Самоеды в домашнем и общественном быту" (1847).

Ислам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ислам-Гирей I

— сын хана крымского Мухаммед-Гирея. Когда по смерти отца его, убитого ногайцами в 1523 г., Порта назначила ханом Сечадер-Гирея, И. восстал против него и после нескольких лет упорной борьбы принудил его отказаться от престола и возвратиться в Турцию. После того И. предложил султану назначить нового хана, но когда выбор Порты пал не на него, а на его дядю, Саип-Гирея, И. начал новую борьбу, провозгласил себя ханом и в этом качестве сносился с московским вел. кн. Василием, а позднее с его сыном Иоанном, добиваясь себе поминков и предупреждая о замыслах и действиях Саип-Гирея. Борьба его с последним продолжалась с переменным успехом до 1537 г.; в этом году И. был умерщвлен подосланными от дружественного Саип-Гирею князя ногайского убийцами.

В. М-н.

Ислам-Гирей II

— сын хана Девлет-Гирея, жил сперва в Порте в качестве заложника; позже он удалился в дервишский м-рь в Бруссе, отчего потом получил прозвание "хана из дервишей". Когда старший брат его, хан крымский Мухаммед-Гирей II Жирный, отказался повиноваться султанским предписаниям и осадил Кафу, И. с помощью турецких войск занял ханский престол. Его правление (1584-1588) было ознаменовано кровавой борьбой с сыном Мухаммед-Гирея, Сечадер-Гиреем, который, найдя себе помощь у ногайцев, успел выгнать Ислама из Бахчисарая и захватил ханскую власть, но затем должен был бежать. Держась на престоле исключительно с помощью турок, И. в противоположность своему предшественнику вел себя по отношению к Порте крайне покорно и униженно, введя, между прочим, обычай, по которому на общественной молитве имя султана стало поминаться ранее имени хана.

В. М-н.

Ислам-Гирей III

— сын Селямер-Гирея, род. в 1604 г., в молодости был в польск. плену; вскоре после смерти отца бежал вследствие поднявшихся в Крыму усобиц в Турцию; явился претендентом на ханский трон после смерти старшего брата своего, хана Бегадыр-Гирея, в 1641 г., но ханство получил в это время по назначению от Порты младший брат его, Мухаммед-Гирей. Путем подкупа И. успел, однако, достичь цели: в июне 1644 г. Мухаммед-Гирей был сменен и сослан на о-в Родос, а И. назначен на его место ханом. Его десятилетнее правление совпало с затруднительным положением соседних держав, сильно поднявшим значение Крыма. В Порте царила неурядица, вследствие чего И. мог держаться относительно султанского правительства политики гораздо более независимой, чем его предшественники. Еще более повысило значение Крымского ханства то обстоятельство, что малорусские казаки, восставшие в 1648 г. против Польши, искали союза с татарами. И. принял предложенный ему прибывшим в Бахчисарай Хмельницким союз и сперва отправил на помощь казакам мурзу Тугай-Бея, а затем выступил в поход и сам; соединенные казачьи и татарские силы нанесли полякам тяжкое поражение под Зборовом, результатом которого явился Зборовский договор (см.). Непрочность дружбы с И., не мешавшим своим татарам грабить земли казаков, преследовавшим только свои выгоды и всегда готовым перейти на сторону поляков, заставила Хмельницкого искать нового союзника; с этой целью он обращался то к московскому царю, то к турецкому султану. Договор, заключенный Хмельницким с последним, не привязал И. теснее к делу казаков. В 1651 г. хан выступил, правда, в поход на Польшу, но, встретясь с поляками под Берестечком, не только сам бежал, но еще увел с собой и Хмельницкого. Результатом этой трусости или измены И. было полное поражение казацкого войска. После того отношения И. к Хмельницкому стали одно время почти враждебными. Их дружественный характер возобновился, впрочем, еще раз: в конце 1653 г. И. опять предпринял совместный с Хмельницким поход и осадил польское войско под Жванцем. За обещание поляков исправно платить дань, на которую претендовал хан, и за разрешение в течение 40 дней брать в полон русских жителей в польских областях И. вновь отступился от своего союзника. Преследуя свои хищнические интересы, И. стремился не дать ни одной из борющихся сторон полного перевеса, рассчитывая извлечь выгоду из их борьбы. Он ум. в июне 1654 г., по украинскому преданию — отравленный одной пленницей-украинкой, мстившей за бедствия своей родины. Турецко-татарские историки не знают этого предания.

В. М-н.

Исландия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исландия (дополнение к статье)

— Жителей в И. по переписи 1901 г. 78489. В последние годы особенно усилилось стремление исландского населения к получению автономного управления. После того как исландское народное собрание (альтинг) отказалось от требования полной автономии, датское правительство в 1903 г. (3 окт.) издало закон о введения самоуправления в Исландии. Особый министр по исландским делам, живущий в Рейкьявике, подлежит ответственности перед исландским альтингом.

Исландская литература

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исландский мох

(Cetraria islandica Ach.) — так назыв. кустистый лишайник, растущий во мху и в траве по тундрам на далеком севере и на высоких горах. Слоевище у этого лишайника приподнимающееся или прямостоящее, ветвистое, до 10 стм. высотой; в свежем состоянии оно пленчато-кожистое, на стороне, обращенной к свету, оливково-зеленое и иногда покрытое кроваво-красными пятнами; на другой стороне, затененной, оно бледнее, зеленовато-белого или беловатого цвета, с белыми, пузырчатыми или ямчатыми пятнами неправильных очертаний; в сухом состоянии слоевище хрящеватое, темное, почти коричневое. Ветвится оно повторно-вильчато; кверху ветви постепенно расширяются; края их загнуты вверх, почти скручены, и у основания слоевища так сильно, что ветви становятся почти трубчатыми; края усажены густыми, жесткими коричневыми ресничками, на которых помещаются спермагонии. Апотеции появляются или поодиночке, или попарно на концах ветвей; они овальные или почти круглые, плоские; край у них низкий, довольно толстый, неправильно надрезанный; гимениальный слой сначала зеленовато-коричневый, а потом каштаново-коричневый. Вид слоевища, величина, ширина его ветвей, величина апотециев очень изменчивы. Наиболее постоянны две разновидности И. мха: 1) var. crispa Ach.; ветви слоевища очень узкие, многократно разветвленные, края загнуты, покрыты густыми бахромками и 2) var. subtubulosa Fr.; ветви слоевища очень узкие, края сильно загнуты, так что ветви местами или на всем своем протяжении трубчатые. И. мох встречается на севере Европы, в Сибири и в Арктической Америке до штата Виргинии и Северной Каролины, а также на Норд-Капе. В настоящее время это единственный лишайник, употребляемый в медицине под именем Lichen islandicus или Muscus islandicus, как питательное и укрепляющее средство, в особенности для усиления слизеотделения; употребляется он поэтому при легочных болезнях, при чахотке, при хронических бронхитах, при поносах, при расстройствах пищеварения, а также входит в состав грудного чая. Этот лишайник почти без запаха, вкуса же он очень горького, а при продолжительном употреблении даже противного, вследствие чего к нему часто примешивается шоколад. В холодной воде клеточные оболочки гиф взбухают, а в кипящей расплываются в бесформенную слизь; в таком виде лишайник и употребляется. Благодаря содержанию большого количества так называемого лишайникового крахмала, лихенина (или бассорина, до 70%) И. мох употребляется в Исландии в пищу вместе с молоком, а в голодные годы из него пекут хлеб. Кроме того, он считается прекрасным кормом для оленей и для свиней. Как медицинское средство в первый раз И. мох упоминается Клаусом Боррихиусом в 1673 г.

С. Р.

Исландский шпат

— двупреломляющий минерал (см. Известковый шпат и Двойное лучепреломление).

Исландский язык

— занесенный норвежскими выходцами на остров Исландия (см.), в настоящее время представляет мало существенных различий от того, чем он был пять стол. тому назад; отчужденность о-ва и сравнительное затишье жизни на нем привели лишь к сокращению лексикографического состава языка; гораздо сильнее развились норвежские говоры, несмотря на господство в Норвегии, в обществе и литературе, датского языка. Гораздо интереснее, чем новый И. язык, язык XII, XIII, XIV в., кот. сами туземцы называли иногда датским (d ö nsk tunga), но еще чаще — согласно действительному происхождению его — норвежским (norroеnа). Переход звуков в этом языке вообще схож с готским и нижненемецким, но представляет также много общего с верхненемецким. В И. языке являются уже ē и ō, которых готский язык не знает, но зато удержано ā, замененное в готском ē и ō; древн. а перед h и r, переходят в ia (англо-саксонск. ео, в готском ). Явление, соответствующее средне— и нижненемецкому Umlaut, — очень часто: следующее i (j) ослабляет а в е (ä), о в у (ü), и в у (ü), á в ае, ó в ое, ú в у (ие), аи в еу (ä и ), iu в у (вм. ); готский дифтонг ai переходит в ei (ai); краткое ia (из а) ослабляется в i: напр., Kili, дат. пад. от Kial (имен. пад. един. числа Kj ö lr). Следующее и (v) ослабляет а в ö и ia в . Уподобление гласных замечается при зв. и: напр. tuttugu вм. tvatugu или tv ö tugu. Готская редупликация в И. яз. сократилась: напр., haihald соответcтвует hialt, hielt. Соответствие гласных то же, что и в готском языке; сохранились зубные придыхательные dh, th: для обозначения их в алфавите исландского языка употребляются особые знаки. Особенности представляют: спирант s, часто переходящий в r (fiskr вм. fisks); h, выпадающий в середине и конце (biartr вм. biarhtr) и остающийся в звукосочетаниях hl, hn, hr, hv; v, выпадающий в конце слов и в начале перед о, и, у (soltinnsvollin); носовой звук п, в конце выпадающий (á, готск. ana, g á s — древн.-верхненем. Kans). Уподобление часто: nk — kk (drikka вм. drinka), nt в tt (batt вм. bant); gt, kt, ht в tt; rd в dd, mp в рр и т. д.; ldh и ndh ассимилируются в ll, nn, но ld, nd остаются. Другие особенности: пп перед r переходит в dh, r ассимилируется с предыдущим l и s (в конце). Склонения и спряжения менее совершенны, чем в готском языке: нет дательного и творительного пад., двойств. числа в спряжении, страдательного и среднего залога. В исландском языке мало префиксов: почти не употребляются даже распространенные в других германских языках () и bi (), тем более зато суффиксов: отрицательные частицы ne, at, a, gi соединяются как суффиксы со словами, причем иногда глагол, отрицат. частица и местоимение стягиваются в одно слово. Другой суффикс образован из указат. местоимения hinn, hin, hit или inn, in, it, причем прилагательные ставятся после определяемого ими существительного. За отсутствием пассивных форм страд. залог образуется в И. яз. посредством присоединения в виде суффикса к глагольным формам возвратного местоимения sik, сокращенного в st из sk. И. язык — главным образом, язык разговорной речи, точно и ясно определяющий все понятия, свойственные простой, наивной, пастушеской жизни, с правильным и изящным синтаксисом. Мощное впечатление получается при изучении старинных рукописей на И. яз.; нельзя читать жизнь Олафа Тригвасона или Евангелие в переводе Одда, не изумляясь на каждом шагу выразительности и красоте этого классического языка. Вполне научный словарь И. яз. издан д-ром Гудбрандом Вигфуссоном в Оксфорде ("Icelandic — English Dictionary", 1869-75); для первоначального чтения тем же ученым, в сотрудничестве с Powell'eм, составлен "Icelandic Prose Reader", Powell'eм одним — "Corpus poeticum boreale" (Оксф., 1883). Из старых трудов по И. яз. лучший — П. А. Мунха и Унгера, "Det Oldnorske Sprogs eller Norr ö nasprogets Grammatik" (Христиания, 1847); новый — A. Noreen, "De Nordiska Spraken" (Упсала, 1887; нем. перев. 1892). История И. яз. у Paul, "Grundr. der roman. Philologie" (т. i, Страсб. 1891). См. также Сабинин, "Грамматика И. языка" (СПб., 1849). Древнеисландские письмена — см. Руны.

Исландское право

— см. Скандинавское право.

Исленьев, Данило

— дворянин московский, в 1594 г. был послом в Турции; ему поручено было отдать грамоту и жалованье терновскому митрополиту за службу Москве, а к патриарху отвезти парубка для обучения греческому языку. Новый султан Магомет III задержал И. в Константинополе; дальнейшая судьба его неизвестна.

Исленьев, Иван

— капитан, воспитанник СПб. акд. наук, в 1768 г. послан в Якутск для наблюдения прохода Венеры по солнцу. Отчет И. появился отдельно: "Наблюдения по случаю прохождения Венеры по солнцу, в Якуцке учиненные etc." (СПб., 1769) и в "Комментариях" Акд. наук (т. XIV, 1770).

Исленьевы

— русский дворянский род, одного происхождения с Аксаковыми, Воронцовыми, Вельяминовыми; родоначальник их, легендарный князь Шимон Африканович, будто бы племянник Гакона Слепого, короля норвежского, выехал при вел. кн. Ярославе Владимировиче "из варяг" в Киев. Его потомок Горяин Васильевич Вельяминов, по прозванию Истленье, был родоначальником И. Степан Иванович И., стольник, и сын его Иван были в XVII в. воеводами. Петр Алексеевич Исленьев, ген.-поручик, известен как сподвижник Суворова (1794). Род И. внесен в VI часть родословной книги Московской губ. (Гербовник, IV, 20). Другой род И., угасший в конце ХVIII в., происходил от Иллариона И., бывшего стряпчим кормового дворца при Федоре Алексеевиче.

В. Р.

Исли

— река в восточной части Мароккской империи. 14 августа 1844 г. на берегах И. французы под начальством маршала Бюжо нанесли решительное поражение армии марокканцев и овладели их лагерем со всей артиллерией. Эта победа окончательно утвердила за французами обладание Алжиром и доставила маршалу Бюжо герцогское достоинство.

Ислик или Ислич

(Islitz) — левый приток реки Аа (Курляндской). Берет начало при местечке Константинове, впадает в Аа при мызе Ислиц. В верхних частях (в Ковенской губ.) течет в глубокой долине и имеет быстрое течение, которое уменьшается в Митавской равнине; берега становятся низкими, болотистыми и весной затапливаются. Из притоков И. главный Берштель.

К. Вр.

Ислимье

(Islimjè) — город в Восточной Румелии; см. Сливно.

Ислингтон

(Islington) — часть Лондона в Миддльсексе, делится на восточный и западный Ислингтон. 38259 домов и 319433 жителя (1891); много фортепьянных фабрик, химических и железоделательных (железная проволока) заводов.

Ислочь

— речка, течет из губернии и уезда Минского, протекает мимо города Ракова к западу на протяжении 37 верст в губернии Виленской (уезд Ошмянский) мимо нескольких сел и впадает слева в малую Березину (прит. р. Немана); дл. 70 в., служит для сплава. В нее впадает Воложинка и Виршавка.

Ислуга

(Isluga) — вулкан (5200 м) в Западных Кордильерах, на границе Чили и Боливии, к востоку от Писагуа; у подошвы его проход Пихута.

Исмаил

— св. мученик, из Персии, пострадал в 362 г. при императоре Юлиане в Халкидоне. Память 17 июня.

Исмаилиты

— мусульманская секта, ветвь шиитов (см.), верующая, что имамы (непогрешимые "папы-императоры") должны быть из наследников Алия, зятя пророка. У шестого имама, Джафара Садыка, старшим сыном был Исмаил, младшим — Муса. За пьянство отец не признал прав Исмаила и назначил имамом Мусу, но часть шиитов, считая все поступки имама безгрешными, осталась при Исмаиле и по смерти Джафара (765) образовала особую ветвь — И. Потомки Исмаила, боясь аббасидских преследований, удалились в Хорасан и Кандахар, но секта не распалась благодаря энергии нескольких персидских патриотов, между которыми главную роль играл хитрый Абдаллах ибн-Меймун "Каддах" ("окулист"). Сам он держался учения Бардесана (одна из ересей парсизма), арабов и их религию ненавидел, но наружно исповедовал ислам. Для освобождения Ирана от арабского владычества Каддах (в 864 г.) реформировал секту исмаилитов таким образом, чтобы в нее вошли и враги ислама, и искренние мусульмане, и чтобы вторые были слепым орудием в руках первых. Для этого он ввел не одну, а несколько стадий посвящения. Нововведением его было также учение о скрывающемся имаме (мессианизм): некоторое время мир лишен имама, который где-то таится, но затем придет и водворит свое царство (см. Махди), а пока Абдаллах ибн-Меймун — его апостол. Искренними, доверенными помощниками Каддаха были только зороастрийцы, манихеи, бардесаниты, фильсуфы (приверж. греч. филос.) и вообще вольнодумцы. Из них он организовал миссионеров ("даыев"), которые должны были пользоваться именем Алидов для отвода глаз и вербовать прозелитов для секты, держась правила, что цель оправдывает средства. Наружно даыи должны были вести крайне строгую жизнь. Овладев доверием мусульманина даы должен был внушать ему мысль, что в Коране многие места имеют сокровенный смысл и что он — даы — владеет ключом к ним. Если прозелит клялся соблюдать молчание и вносил положенную сумму денег, даы посвящал его в первую степень учения и, рассыпая каждую минуту хвалы Мухаммеду, истолковывал Коран далеко не правоверно. По отношению к лицам грубым и неразвитым пропаганда на этом и останавливалась; но если даы считал своего ученика способным на большее, он продолжал лицемерить, опутывал сетями душу неофита и осторожно доводил его до второй степени (всех степеней посвящения было 9). На второй и на третьей степени смысл Корана еще более извращался, а на четвертой прозелит узнавал, что Мухаммед не есть последний, заключительный пророк: Он стоит выше Иисуса и Моисея, но ниже грядущего имама (значит, посвящаемый переставал быть с этого момента мусульманином). Восходя по дальнейшим степеням, посвящаемый понемногу узнавал, что нужно смотреть в глубь религии, а не на внешность, что обряды — пустая формальность, что все религии мира — в сущности одинаковы, что религ. предписания обязательны только для грубой черни, а не для того, кто знает их мистич. смысл; тут же прозелиту внушалось, что философия выше религии. Посвященные до конца делались вольнодумцами и исповедовали идеи, близкие к Пифагоровым, Аристотелевым и Платоновым, или идеи магизма, манихейства, бардесанизма. Впрочем, Каддах и его преемники вполне посвящали в тайны секты лишь немногих: главную массу составляли адепты первых стадий, которых Каддах называл ослами. Даже не каждый даы знал о конечных доктринах секты и, распространяя учение известной степени, не подозревал, что доктрина еще не исчерпана. В силу своей крепкой организации исмаилизм медленно, но прочно опутывал невидимой цепью весь халифат, втягивая в себя парсов, мохаммедан, иудеев, христиан и др. Когда Абдаллах (живший в сирийском городе Селамии) умер, верховным даы (гроссмейстером) сделался его сын Ахмед, избравший резиденцией ту же Селамию. При нем секта приобрела огромное политическое значение. Один из его даыев, посланный в Ирак (887),обратил в исмаилизм некоего Кармата, и тот образовал особую группу И. — карматов. В 890 г. карматы овладели областью Севад, а вскоре и Бахрейном, и стали грозой соседей; высланные против них войска халифа были разбиты (900). Затем даыи проникли в Африку, возвещая скорое пришествие "махди"; они подняли берберское племя кетамов (около нын. Константины) против династии Аглабидов и свергли ее. В качестве махди явился к берберам (902) из Селамии тогдашний гроссмейстер И., Абу-Сеид, который принадлежал к роду Каддаха, но выдавал себя за потомка Алия и принял имя Обейдаллаха. Провозглашенный (909) халифом, он начал собой знаменитую династию Фатымидов (Фатыма — дочь пророка, жена Алия). В руки Фатымидов затем попал Египет. О дальнейшей истории И. см. Карматы, Фатымиды, Друзы, Ассасины, Носейриты.

Литература. Новейри и Макризи (фр. перев. С. de Саси в I т.) "Expos é de la rel. des Druzes" (Пар., 1838); статья Дози в его "Essai sur l'hist. de l'isl." (Лейд., 1879; русск. перевод этой статьи у Уманца, в "Очерке развития религ. мысли", полон грубых ошибок); Гюйяр (Guyard), "Un grand ma î tre des Assassins" ("Journ. Asiat.", 1877 и отд.).

А. Крымский.

Исмайлов

(Филипп Филиппович, 1794-1863) — профессор физико-математических наук и французского языка в Вифанской семинарии. Окончил курс в Моск. дух. акад.; был прокурором Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Оставил интересные воспоминания: "Взгляд на собственную прошедшую жизнь" (М., 1860). Продолжение их напечатано в "Правосл. обозрении" (1870 г., № 7).

Исмена

(Ίσμήνη) — беотийская героиня, считавшаяся основательницей одной из беотийских общин. В разных вариантах сказаний об Эдипе (см.) И. является его дочерью то от Иокасты, то от Евриганеи. У Софокла ("Эдип в Колонне") И. в Аттике присоединяется к отцу своему, странствующему с Антигоной. Поэт Мимнерм передавал, что И. была в любовной связи с неким Феоклименом и была убита во время свидания с ним, по внушению Афины, у источника, который также стал называться И.

А. Щ.

Исмид

или Искмид (Ismid, Iskmid) — портовый город на северо-западе Малой Азии, при одноименном заливе (Sinus Astacenus) Мраморного моря, на высоких холмах; входит в состав Константинопольского вилайета; 15000 жит.; местопребывание греческого митрополита и армянского архиепископа; дома полуразвалившиеся. От великолепного города Никомедии (см.) остались лишь стены акрополя да близ арсенала красивые римские стены и большая цистерна. Главные отрасли промышленности — горшечное дело, тканье шелковых материй. Вывоз соли и леса.

Исмир

(Ismir) — турецк. название Смирны (см.).

Иснер

Ян (Isner) — профессор богословия Краковской академии и известный в свое время проповедник, жил в середине XV в. Сохранилась его рукопись: "De conscientia bona et mala".

Исни

(Isny) — промышленный город в Вюртемберге, на границе с Баварией; 2600 жит. (1890), из коих 2/3 католиков; бенедиктинское аббатство 1090 г.; с 1635 до 1803 г. был вольным имперским городом.

Исократ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исохристы

— название малоизвестной секты, существовавшей в VI в. и осужденной Константинопольским собором 553 г. Основателем ее был некто Нонн, из оригенистов, который учил, что апостолы равны И. Христу (отсюда название секты — ϊσος Χρίστω).

Испагань

— город в Персии, центр промышленности и торговли, прежняя резиденция шахов, в красивой, хорошо орошенной и обработанной котловине Иранского плоскогорья, на р. Саженде-Руд; климат здоровый (только осенью лихорадки). В эпоху процветания имел более 600000 жит., теперь запущен; 40000 жит., 60 мечетей, 50 школ, 100 публичных купален, 20 караван-сараев. В армянском предместье Джульфе 6 церквей и женский монастырь, католическая церковь с монастырем. Между Джульфой и городом усеянное развалинами поле. Более или менее сохранившиеся остатки дворцов с садами и фонтанами. Главная мечеть — великолепнейшая на Востоке; при ней коллегия — магометанский университет. Выделываются шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные ткани, оружие, парча, кисея и разные мелкие изделия. И. процветала с Х в., шахом Аббасом сделана резиденцией; в XVI в. один из значительнейших городов в свете; в 1722 г. ею завладели афганцы и положили конец ее процветанию; затем ею завладели курды, и резиденция перенесена в Тегеран.

Испан

(венг. Ишпан) — см. Комитат.

Испания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Испания (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Испанская литература

Статья большая, находится на отдельной странице.

Испанская мархия

— область между Францией и владениями арабов в Испании, обнимавшая нынешн. Каталонию, Наварру и часть Арагонии и простиравшаяся приблизительно до р. Эбро. И. мархия в 778 г. завоевана была Карлом Великим, в 781 г. снова занята арабами, при чем пал Роланд, потом прославленный знаменитой песней. В 801-811 Людовик Благочестивый снова завоевал И. мархию и отдал ее в управление особому графу; гл. г. была Барселона.

Испанский артишок

(кардон; Суnara Cardunculus L.) — двухлетнее растение, дико растущее в Южн. Европе, Северн. Африке и на В. и разводимое на юге (преимущественно во Франции) как салатное растение. Толстые, мясистые и длинные (до 1 арш.) листовые его ребра имеют горьковатый вкус и в беленом виде употребляются в пищу. В культуре встречаются видоизменения: а) колючие: турский кардон толсторебристый и пюви широкоребристый и б) неколючие: толсторебристый и красноребристый. Для летнего пользования семена (115 штук в лоте) высеваются в апреле в парнике, и всходы высаживаются, в аршинном расстоянии, на гряды, устроенные на рыхлой, глубоко разработанной и хорошо удобренной почве, в защищенном, на солнечной стороне, месте. Необходимо по временам разрыхление почвы и поливка в засуху. Для сбережения на зиму посев производится в мае, прямо на гряду, и по достаточном развитии растений они высаживаются на место; для беления кусты слегка связываются мочалкой и на 14-18 дней прикрываются соломой. Осенью, перед наступлением морозов, отбеленный И. артишок выкапывается с комом и для сохранения зимой помещается на полках в подвале.

С.

Испанский золотой корень

(Scolymus hispanicus) — многолетнее растение из сем. сложноцветных (Compositae), дико растущее в Южн. Европе, волокнистые корни которого употребляются в пищу; молодые побеги заменяют местами спаржу, а цветы подмешивают в шафран. В культуре разводится видоизменение с толстым мясистым корнем, вроде моркови; семена высевают весной.

С.

Испанский мел

— см. Жировик.

Испанский язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Испанско-португальская война 1807-14 гг.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Испанское искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Испанское наследство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Испаньола

— так Колумб назвал остров Гаити.

Испарение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Испарина

— см. Кожа.

Испиреску

(Петр Ispirescu) — румынский писатель и собиратель народных сказок (1830-1887). Главная заслуга его состоит в том, что он самым тщательным образом собирал сказки прямо из уст народа; оттого-то его "Basmele din Muntenia" ("Myнтянские сказки") отличаются чистотой языка и вполне естественной простотой и наивностью. Кроме того, он известен как талантливый и правдивый беллетрист. Ему принадлежат еще "Din povestile unchiasulni sfatos" ("Из раcсказов велемудрого дядюшки"), "О colectie de proverbe" (" Собрание пословиц") и др.

Исповедальня

— особого устройства небольшая камера в католических церквах, в которой помещаются священники во время производства ими исповеди кающихся, так что, слыша речь исповедующегося через устроенное в исповедальне оконце, они его не видят вполне. В православной церкви особого устройства И. не существует: исповедь происходит или за ширмами, каждый раз поставляемыми в какой-либо части храма, преимущественно на солее перед местными иконами, или и открыто (напр. в алтаре у престола или жертвенника), но в отдалении от присутствующих в храме, чтобы речь исповедующего и исповедующегося не была слышна посторонним.

Н. Б.

Исповедание веры

— см. Символические книги.

Исповедания иностранные

— законодательный термин для означения терпимых в России инославных (т. е. не правосл.) христианских И. Уже удельно-вечевой Руси приходилось считаться с иностранными И.: в Новгороде, торговавшем с Ганзой, немецк. купцы-гости имели католическую церковь св. Петра. В Московском государстве публичное осуществление религии дозволено было первоначально лишь протестантам, католикам — гораздо позже. Первая лютеранская церковь, деревянная, без колокольни и колоколов, построена была в Москве при Иоанне Грозном, но через 5 лет после основания была разграблена опричниками. При Борисе Годунове была построена новая кирка, а при Михаиле Федоровиче и по Уложению царя Алексея Михайловича предписано было, чтобы немецкие кирки были устраиваемы в особо отведенном для них месте на берегу Яузы, причем официального разрешения иметь колокола протестантам не давалось. Во второй половине XVII в. были основаны протестантские общины с постоянными пасторами (но без особых церковных зданий) в Архангельске, Нижнем Новгороде, на железных заводах близ Тулы. Католики до конца XVII в. (за исключением эпохи самозванцев) не получали дозволения иметь свое духовенство и свои церковные здания, но лично не подвергались стеснениям в вере. В настоящее время все последователи иностранных И., т. е. христиане исповеданий католического, протестантского (сюда принадлежат: евангелическо-лютеранская церковь, евангелическо-реформатские общества, евангелические братские общества Аугсбургского исповедания, менониты, баптисты и некоторые др. общества: см. Лютеранская црк. в России) и армяно-григорианского (см. Армянская црк. и Католикос) вообще не подлежат ограничениям в политических и гражданских правах и "повсеместно пользуются свободным отправлением своей веры и богослужения". Эта свобода вероисповедания (о более широком понятии свободы совести см. Религиозная свобода) выражается в том, что христианам иностранных И. предоставлено строить церкви, иметь свое духовенство (см.) и духовно-учебные заведения (см.) и публично исполнять свои религиозные обряды (с известными ограничениями, напр. относительно религиозных процессий). Засим юридическое положение иностранных И. определяется тем, что за православной церковью признается значение церкви первенствующей и господствующей в Российском государстве. Отсюда выводятся следующие положения: 1) одна лишь православная церковь имеет право убеждать последователей иных христианских И. и иноверцев (см.) к принятию ее учения и веры; другими словами, она лишь одна имеет узаконенное право пропаганды, тогда как духовным и светским лицам иностранных И. строжайше воспрещено, под страхом уголовной ответственности (см. Отвлечение от веры), стремиться к распространению их религии. Из этого правила сделаны следующие изъятия: евреев дозволено принимать, с разрешения министра внутр. дел, в христианскую веру всякого терпимого в России исповедания; на Кавказе министру внутр. дел предоставлено разрешать местным духовным начальствам терпимых в России иностранных И. обращать в свою веру магометан и язычников; эчмиадзинскому армяно-григорианскому синоду предоставлено принимать в армянскую веру всех тех магометан, которых после просьбы о принятии в христианскую веру по обряду армяно-григорианской церкви постигнет болезнь, предвещающая неминуемую смерть, причем о каждом таком случае синод должен представлять на утверждение главноначальствующего гражданской частью на Кавказе. 2) Переход из православия в какое-либо из иностранных И. есть уголовно наказуемое преступление (см. Отступление от веры), тогда как христиане-неправославные могут с разрешения министра внутр. дел переходить из одного иностранного И. в другое. 3) Дети от смешанных браков православных с неправославными должны быть обязательно крещены и воспитаны в православной вере. Управление духовными делами иностранных И. сосредоточено в министерстве внутренних дел, по департаменту духовных дел иностранных И. (см. Министерство духовных дел. Министерство внутренних дел). Законоположения, определяющие устройство и управление трех иностранных И., вместе с уставами о нехристианских (иноверных) И. изложены в 1 ч. XI т. Св. Зак., куда они были включены лишь при составлении 3-го издания его, 1857 г. Законоположения о мерах к предупреждению и пресечению привлечения в иноверие изложены в 77-90 ст. Устава о предупреждении и пресечении преступлений (Св. Зак. т. XIV, изд. 1890 г.).

А. Я.

Исповедник

(confessor) — название в древней христианской церкви тех лиц, которые во время гонений на христианство, открыто объявив себя христианами и претерпев мучения, были пощажены мучителями и остались в живых. Такие лица пользовались особенным уважением в христианском обществе: им предоставлено было право воссоединения с церковью падших (т. е. отрекшихся от Христа под влиянием мучений) путем выдачи им в случае искреннего раскаяния воссоединительных грамот (libella pacis).

H. Б.

Исповедные книги

(росписи) — обязательно имеются при каждой приходской церкви для записи в них по установленной форме бывших в той церкви у исповеди и св. Причастия. Один экземпляр их хранится при церкви, другой отсылается в консисторию ежегодно к 1 октября. Они могут в известных случаях служить доказательством событий, удостоверяемых обыкновенно метрическими книгами. И. записи получили у нас начало в 1716 г., когда с целью контроля сборов в казну с раскольников и неисповедующихся было предписано поповским старостам подавать списки последних. Указом 31 марта 1726 г. подача таких списков, а равно ведомостей о умерших и родившихся была отменена, но в 1728 г. вновь установлена в виде общего списка всех прихожан по сословиям, с обозначением о бытии или небытии каждого у исповеди и взятого или не взятого штрафа с небывших ("Описание син. архива", т. VIII, № 321). В 1737 г. для И. книг придумана была очень сложная форма (49 отдельных граф, с 22 заголовками), по которой в эти росписи обязательно вносились все прихожане обоего пола "от престарелых до сущего младенца", по "чинам" и домам, с точным обозначением, кому сколько лет от роду. Нынешняя форма И. росписей издана Синодом в 1846 г. В конце года на основании И. росписей составляется в каждом приходе реестр небывших у исповеди, и если кто не был у исповеди несколько лет, о тех особо доносится архиерею.

H. Б.

Исповедь

— см. Покаяние.

Исполинские горы

(нем. Riesengebirge; чешcк. Krkonossy Ноri) — гл. горный хребет Герцинской, или Судетской, системы, после Альп наиболее значительные горы в Германии, простираются от истоков Цакена на В.Ю.В. до истоков Бобера; длина 38 км, ширина 23 км, средняя высота 1250 м; сильно понижаются на В., где крайними отрогами И. гор являются тянущиеся к Ю. Вороньи горы (Rabengebirge). От Катценштейна И. горы образуют границу между Силезией и Богемией. Главные вершины: Шнеекоппе (1601 м; усеченный голый конус, на 280 м высится над окрестными горами, часто окутан туманом и облаками), Высокий Рад (1506 м), Большой и Малый Штурмхаубе (148 2 и 1416 м), Лэнберг (L ä hnberg, 1466 м), Коппеншан (1432 м). И. горы состоят главным образом из гранита, который часто образует чрезвычайно живописные утесы; местами встречается порфир и (к Ю.В. от Кинаста) базальт; в Богемских гребнях (B öhemische Kä mme), которые тянутся южнее главного хребта и параллельно ему, преобладает сланец и слюда. Крайняя линия сосны и ели достигает на И. Горах 1200 м, а березы — 1280 м; на более высоких вершинах встречаются лишь мох да лишаи. Снег остается здесь 8-9 месяцев в году. И. горы — самое высокое из населенных местностей в Сев. Германии. По гребням их разбросаны деревянные хижины (Bauden), владельцы которых занимаются скотоводством; здесь же находят себе приют туристы, об удобствах которых заботится особое общество, недавно основанное (Riesengebirgsverein). На западе И. гор ведет в Богемию проход от Гиршберга к Рейхенбергу, на В. — от Ландесгута к Траутенау и еще искусственная дорога из Гермсдорфа в Гогенэльбе. Ср. Letzner, "Wegweiser durch das Riesengebirge" (6 изд., Лпц., 1888).

Исполинские котлы

(геолог.) — цилиндрические углублении в породе, производимые водой 1) водопадов, 2) ледников и 3) морских волн. 1) При перпендикулярном падении потока (в водопадах) вода приводит в движение обломки твердых горных пород и сверлит ими дно, образуя И. котлы, достигающее 10 м в глубину, на дне которых всегда остаются скатанные в виде бомб обломки (Иматра, Рейнский водопад у Шафгаузена и др.). 2) Такое же происхождение И. котлов ледниковых ("ледниковые сады" близ Люцерна). 3) Волны морские при помощи таких же обломков производят бурение слабых мест берегов и образуют И. котлы горизонтальные или наклонные (Скандинавия), которые иногда разрастаются до величины гротов и пещер (Лазурный грот на Капри).

Исполинские черепахи

(р. Colossochelis) — в прежние геологические эпохи достигали 3 метров длины и 2 метров вышины. Несколько видов жило недавно на о-вах Галапогосских, где их застал Дарвин, и на о-вах Мадагаскаре, Св. Маврикия, Родригец, Альдабра и др. Массами истреблялись мореплавателями ради вкусного мяса. Долее держались на о-ве Альдабра и держатся еще на Галапогосских о-вах, а также сохранились в неволе (в Зоологическом саду в Вашингтоне). Современные И. черепахи достигают 1,5 метра в длину и около 1 метра в вышину. 80-летний самец Лондонского сада весил 435 кг.

Исполины

— см. Гиганты.

Исполла ети деспота

(с греческого буквально: на многие лета здравствуй, господин) — приветствие, которое поют певчие apxиерею во время богослужений, особенно после благословения им с амвона присутствующих в храме.

Н. Б.

Исполнение приговоров

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исполнение приговоров и решений иностранных судов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исполнение решения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исполнительная власть

— см. Власть и Разделение властей.

Исполнительное производство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исполнительный лист

— см. Исполнение решения.

Использование корма

— см. Корм домашних животных и птиц.

Исправа

(стар.) — разбор дела и решение, расправа.

Предыдущая страница Следующая страница