Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "И" (часть 28, Иса - Иск)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "И" (часть 28, Иса - Иск)

Предыдущая страница Следующая страница

Исаак, библейский патриарх

(еврейск. ицхак — смех) — библейский патриарх, названный так вследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. XVII, 17-19; XVIII, 12; XXI, 6). Это был сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований. Когда ему было 25 лет, Авраам получил повеление принесть его в жертву, и он с кротостью повиновался своему отцу: над ним был уже занесен жертвенный нож, но отклонен ангелом. Женат И. был на внуке своего месопотамского дяди Нахора, Ревекке, от которой имел двух сыновей — Исава и Иакова. Жизнь его прошла без всяких выдающихся событий (за исключением случая с благословением: см. Исав и Иаков), и он умер 180 лет от роду.

А. Л.

Исаак, византийский писатель

(Феофан) — см. Феофан.

Исаак, Генрих

(Isaac, Izac, Ysach, Yzac, Arrigo Tedesco, Arrhigus, Генрих-Немец) — контрапунктист конца XV и начала XVI столетия. Он писал светские и духовные пьесы. Большая часть рукописных произведений И. хранится в Мюнхенской придворной и Государственной библиотеках.

Исаак, патриарх Армении

— патриарх (католикос) Армении; жил около середины ХII в. Воспитанный в духе армянской церкви, И. убедился в правоте православия и написал два слова ("Λόγοι στηλιτευτικοί") против заблуждений армян; впервые их издал по парижской рукописи Fr. Combefis в 1648 г.

Исаак, святой отец церкви

(Сирянин) — отец церкви VII в.; род. в Ниневии и еще в юности вступил в монастырь близ этого города, а потом удалился в совершенное уединение. Ниневитяне упросили его возвратиться в город и быть их пастырем; позже он снова удалился в пустыню в Египет. По свидетельству Эбед-Иезу, сирского писателя XIII в., И. оставил семь томов поучений, из которых сохранилось в арабском переводе всего 133 поучения, под заглавием "Монашеское правило", и письмо к Симеону Столпнику. 99 поучений известны в сирском подлиннике и в греческом переводе. Издание его сочинений — Миня, "Patrologiae cursus, ser. graeca" (т. LXXXVI). Русский перевод — в "Творениях св. Отцов" (изд. Моск. духов. акд., 1854 г.) Содержание всех его поучений — анализ разнообразных состояний праведности и греховности и способов христианского исправления и самоусовершенствования.

Н. Б.

Исаак, сирийские патриархи

— 1) патриарх сирийских христиан, избран в 399 г., раньше был епископом Селевкии; умер в 411 г. На собранном им в Селевкии соборе были установлены 22 канона (правила) для управления Восточной церковью; 2) монах в Эдессе, потом епископ Харанский, патриарх сирийских иаковитов. Убит по приказанию наместника Месопотамии, разочаровавшегося в его алхимических познаниях.

Исаак, христианские мученики

— 1) св. мученик, персиянин, погиб вместе с Симеоном и Вахтисием от меча при персидском царе Сапоре II. Память его 18 мая; 2) преподобный, сириянин (сирин), основал м-рь на горе при Сполете, называемый Монте-Люко; сказание о нем передал св. Григорию Двоеслову Елевферий, друг его, в римской церкви чтимый как святой; преподобн. И. чтится 12 апреля.

Исаак, христианский писатель

— обращенный еврей, христианский писатель конца IV или середины V в. Оставил книгу "О св. Троице и воплощении Господа", изданную в первый раз в 1630 г. в Париже. По учению его, Бог един в трех лицах, но каждое из лиц Божиих содержит нечто, чего нет у обоих других: Отец, будучи без начала, есть в то же время начало Сына и Духа Св., Сын рожден и столь же предвечен, как и Отец, а Дух Св., и не рожденный, и не во времени явившийся, тем не менее, произошел от Отца. Про воплощение И. говорит, что верят лишь в одно лицо Сына Божьего, между тем как в нем пребывают две природы. Язык И. темен и труднопонятен.

Исаакиевский собор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исаакий, епископ луцкий и острожский

(Борискович-Чернчицкий) — православный епископ луцкий и острожский; в 1602 г. по поручению князя К. К. Острожского устроил Острожский Дерманский м-рь, где при помощи священ. Дамиана издал несколько книг (Октоих, Диалог о св. вере и др.); монахов И. усердно поощрял к обучению юношества и изданию св. книг. Сам он был одним из видных членов луцкого Крестовоздвиженского братства и учителем братской школы. Поставленный в 1621 г. еп. Луцким, И. в 1623 г. вытеснен был из города фанатиком Иеремией Почаповским, униатским еп. луцким. В 1624 г. И. ездил в Москву, предлагая от имени митроп. Иова Борецкого присоединение Малороссии к остальной Руси. До 1632 г. И. управлял делами Луцкой епархии из Киева. Ум. в 1641 г. Ср. "Епископы древней луцкой епархии", В. Иванова (Почаев, 1891).

Исаакий, епископ черниговский

— епископ черниговский, в 1389 г. пришел из Константинополя на епархию черниговскую и брянскую. Он несколько раз выступал посредником между Московской и Литовской Русью; в 1397 г. сопровождал митрополита Киприана из Киева в Москву, а в 1408 г. находился в многочисленной свите Свидригайла Ольгердовича, кн. Литовского, приехавшего на службу к вел. кн. Василию Димитриевичу. В 1415 г. И. участвовал в соборе святителей, созванных великим князем Витовтом для избрания Григория Цамблака в киевские митрополиты.

Исаакий, еретик

(Белобаев) — старец, еретик XVI в., сторонник Матвея Башкина. Он был приведен на собор 1553 г. из дальней пустыни Соловецких островов; его на соборе стал защищать епископ Кассиан рязанский, и за это, как тогда говорили, подвергся небесной каре: был разбит параличом. Сам И. вскоре после этого "живота лишися".

Исаакий, затворник киево-печерский

— преподобный, затворник киево-печерский, был в миру богатым купцом, родом торопчанин, по имени Чернь. Мощи его почивают в Антониевой пещере. Память И. празднуется 14 февраля (служба с полуелеем). Житие — в Ипатьевской летописи под 6582 (1074). Ср. архиеп. Леонид, "Святая Русь" (1891 г., стр. 18, № 88); Н. Барсуков, "Источники русской агиографии" (1882, стр. 226).

Исаакий, иконописец

— грек, в 1338 г., по поручению новгородского владыки Василия, "с другы" писал иконы для Входоиерусалимской церкви, сооруженной в 1337 г. в 9 недель.

Исаакий, преподобный далматский

— преподобный далматский, был игуменом обители Далматской; по известию Феодорита и Созомена, был весьма дерзновенен за веру перед императором Валентом и предсказал ему гибель; скончался, по житию, в 383 г. Мощи его сперва положены были в церкви св. Стефана, соседней с м-рем Далматским, потом перенесены в храм Всех Святых. Празднуется ему 30 мая, 3 августа и 22 марта.

Исаакий, христианские мученики

— 1) св. мученик, подобно царице Александре обращен был мужеством великомученика Георгия и погиб за веру вместе с Аполлосом и Кодратом; память их 21 апреля; 2) св. епископ Кипрский, своей жизнью заслужил дар чудес, умер в старости; память 21 сентября; 3) св. епископ в Персии; в 4-й год гонения царя Сапора (343 по Р. Х.) побит камнями; память его 20 ноября.

Исав

- старший из сыновей-близнецов патриарха Исаака (Быт. XXV, 24). Природа одарила этих близнецов совершенно противоположными характерами: И. в противоположность своему тихому и кроткому брату Иакову отличался смелостью и был бесстрашным охотником, любимым пребыванием которого служила окрестная пустыня. По праву старшинства ему принадлежали высшие в патриархальный период жизни права первородства, передававшиеся через благословение отца — патриарха; но любимец матери Иаков хитростью восхитил эти права и должен был бежать от мести разъяренного И. в Месопотамию. Обездоленный И. дал полную волю своей неукротимой натуре, взял себе несколько жен и сделался родоначальником пастушеского племени идумеев, или едомитян (см. Едом), которые впоследствии в лице Ирода Великого захватили иудейский престол.

А. Л.

Исавр

— св. мученик, диакон, пострадавший за веру в албанской Аполлонии в конце III или в начале IV века. Ему празднуется 6 июля.

Исавра

— см. Исаврия.

Исаврик

(Публий Сервилий Ватия) — римский полководец, около 75 г. до Р. Х. покоривший Исаврию (см.).

Исаврия

— небольшая, малоисследованная и скрытая в горах местность древней Малой Азии, граничившая на В. с Ликаонией, на С. с частью Фригии, на З. с Писидией и на Ю. с гористой Киликией. Страбон в ХII-й кн. отличает собственно И. от Исаврики, в горах между Памфилией и Киликией, где вовсе не было городов. В И. главный город был Исавра (нын. Улубунар), весьма богатый и многолюдный. Он был сожжен самими жителями, когда им нельзя было отбиться от осаждавшего их Пердикки. Под грудой пепла македоняне нашли массу расплавленного золота и серебра (Диод. X VIII, 12). Возобновленная Исавра около 75 г. до Р. Х. была взята римлянами и сровнена с землей. Впоследствии с разрешения Августа галатский царь Аминта снова построил здесь город и сделал его своей резиденцией. Во времена Аммиана Марцеллина (кн. XIV, 25) от города остались лишь жалкие остатки.

Исавряне

— полудикое горное разбойничье племя в древней Исаврии (см.). Появляются в истории лишь со времен Антиоха Великого, когда вся Малая Азия по сю сторону Тавра перешла к римлянам. Номинально подчиняясь сирийским царям, И. занимались грабежом окрестностей; во времена Митридата они вместе с киликийцами делали морские набеги. Помпею удалось восстановить безопасность на море, но на суше грабежи И. продолжались еще некоторое время. Позже страна их была окружена цепью крепостей для охранения соседних народов от их набегов. Эту цепь им нередко удавалось прорывать. С III в. они соединились в один народ со своими киликийскими единоплеменниками. В эпоху так назыв. 30 тиранов И. провозгласили своим императором Требеллиана, который построил себе в Исавре дворец и несколько лет управлял как И., так и киликийцами, пока полководцу Галлиена не удалось его выманить на равнину, разбить и убить. Исавряне остались, однако, независимыми. Во время войн Проба на берегах Рейна в Исаврии захватил власть Лидий, погибший вследствие мести одного из единоплеменников. Когда Проб прибыл в Малую Азию, племенным вождем был Пальфурий; императору удалось победить его, укротить И., переселить часть их в Киликию, а страну их отдать ветеранам, которые были обязаны ежегодно своих взрослых детей отправлять в армию, чтобы они не одичали. Вскоре, однако, ветераны слились с местным населением и вполне переняли их привычки. Голод заставлял их не раз предпринимать набеги на Ликаонию и на береговые местности. Лишь императору Льву удалось подчинить себе И. тем, что он свою дочь Ариадну выдал за племенного их главу. При Зеноне Исаврянине (см.) единоплеменник его Илл возбудил восстание, которое Зенону удалось подавить; надзор над И. был увеличен. При имп. Анастасии произошло новое восстание И., под начальством Зенонова брата Лонгина; Иоанн, полководец императора, победил мятежников и окончательно подчинил И. Впоследствии И. составляли постоянную часть византийского войска. При Юстиниане I И. участвовали в походах против персов и против готов. Они назывались "союзническим" отрядом, которому ежегодно, и в мирное время, отпускалось известное вознаграждение деньгами или натурой; во главе отряда стоял национальный начальник (αρχηγός). И. служили в пехоте как легковооруженные; в открытом бою они не отличались храбростью. Национальной одеждой их была тога с красной каймой. Главные писатели, сообщающие о них: Диодор (XVIII, 22), Требеллий Поллион (XXX tyrann., 25), Ф. Вописк (Probus, 16), Аммиан Марц. (XIV, 2; XXVII, 9), Зосима (I, 69; IV, 20; V, 25), Иоан. Малала (Zen. Anastas.), Прокопий (Перс. война, I, 18; Готская война, I, 5; I I, 5, 7; III, 6, 10, 20, 36).

А. М. Л.

Исагора

или Исагор (Ίσαγόρας) — афинянин, сын Тисандра, из знатного евпатридского рода, противник демократической реформы Клисфена, глава олигархической партии в Афинах. Исагора был другом спартанского царя Клеомена, посланного с войском для изгнания из Афин Гиппия, и после изгнания тирана был избран архонтом на 508-507 г. Когда Клисфен, опираясь на демос, провел свою реформу, спартанцы по настоянию партии И. добились удаления из Афин самого Клисфена и многих членов его партии, ссылаясь на то, что на них лежит проклятие за избиение приверженцев Килона. Тогда И., опираясь на спартанцев, отменил реформы Клисфена и поручил дела олигархическому Совету трехсот. Когда Совет 500 воспротивился этой перемене, приверженцы его были осаждены в замке И. и Клеоменом, но подоспевший при известии об аристократической затее народ в свою очередь так стеснил осажденных, что Клеомен мог только выговорить свободный выход себе, бывшим с ним спартанцам и И., который, таким образом, должен был навсегда покинуть Афины, приверженцы же его подверглись тяжкому преследованию.

Дм. Каринский.

Исад, Исады

— пристань, прибрежный поселок. В старину слово это употреблялось и как собственное имя (название о-ва на Волге, Ипат. летопись 6690 г.). Ныне во Владимирской и Нижегородской губ. есть селения у пристаней с назван. Исад, Исады; слово И. встречается и в названиях рыбных ловель. В Архангельской, Вологодской, и Пермской губ. И. называют отмель, песчаный берег реки, косу, заросшую ивняком.

Исады

— село Нижегородской губернии, Макарьевского уезда, на правом берегу реки Волги, на уступах Фадеевых гор, в 4 верстах от с. Лыскова (см. соотв. статью); значительная пристань во время весеннего разлива Волги; после спада воды пароходные конторы переводятся немного выше И., на о-в против г. Макарьева и села Лыскова. Отправляется из И. главным образом хлеб, прибывающий сюда гужом из Княгининского и Сергачского уу. Нижегородской губ.

Исаев, Андрей Алексеевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исаев, Иван

— писатель-переводчик конца XVIII в.; перевел с латинского "Нравоучительную философию в пользу юношества", соч. Хр. Баумейстера (1783).

Исаевы

— русские дворянские роды. Яков Антонович И. за службу в войну с Турцией пожалован вотчиной (1679). Его потомство внесено в VI и II части родослов. книги С.-Петербургской и Нижегородской губ. — Родоначальником другого рода И. был Илья Иванович И., сын московского купца, вице-президент магистрата, бывший при Петре Великом обер-инспектором рижской таможни († ок. 1742 г.).

В. Р.

Исаия, архимандрит

(Германовский) — архимандрит, учился в Киевской духовной академии; был в 1766-1770 г. ректором СПб. семинарии. Известен был, по словам Новикова, многими "весьма изрядными" речами, из которых напечатана только одна (СПб., 1767).

Исаия, в Библии

(евр. — "спасение Господне") — имя нескольких библейских личностей, из которых известнейшей является И. пророк. О жизни его мы знаем немного. Он был сын Амоса (но не пророка этого имени), жил в Иерусалиме, был женат и имел двух сыновей. На пророческую деятельность был призван видением, о котором он сам рассказывает в VI главе своей книги. Он всецело отдался своему высокому призванию и действовал в течение 60 лет, в правление иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (с 758 г. до Р. Х.). В течение этого времени он видел несколько перемен в царстве иудейском, и если при царе Езекии замечается сравнительный подъем религиозно-нравственного смысла в иудейском народе, то это несомненно было результатом неутомимой деятельности пророка, который, подобно прежним великим представителям пророческого звания, смело и безбоязненно говорил правду царям. По преданию, он потерпел мученическую кончину и был распилен деревянной пилой. Под его именем известна особая книга, которая стоит в Библии во главе так назыв. четырех великих пророков. Книга пророка И. состоит из 66 глав и представляет собой богатый материал для ознакомления с современным состоянием не только еврейского, но и других народов. Содержание ее составляют главным образом пророчества о судьбе как еврейского, так и других народов. Особенную знаменитость в христианской церкви он приобрел своим пророчеством о Мессии (Еммануиле: гл. VII и IX); пророк так точно и наглядно изображает события земной жизни Христа, что получил название пятого евангелиста. — Новейшая критика пытается расчленить эту книгу и последние 27 глав приписывает другому Исаие, который будто бы жил уже во времена плена вавилонского (с целью придать пророчествам о Вавилоне и Кире естественный характер). Но это предположение встречается с большими затруднениями, и главнейшее из них заключается в самом стиле и языке книги. Писатели, жившие во время плена вавилонского, не могли избегнуть влияния языка и культуры Вавилона, и потому в их произведениях замечаются следы халдейского языка (как это заметно у Иеремии и особенно у Иезекииля). Между тем вся книга И., не исключая и последних глав, написана чистейшим, можно сказать, классическим еврейским языком, каким он именно был в лучший период его развития, до плена. Главные исследователи книги: Гезениус (1821), Гитциг (1833), Эвальд (2-е изд. 1867-68), Делич. См. нов. монографию S. К. Driver, "Isaiah, his life and times" (Л., из серии "Men of the Bible").

А. Л.

Исаия, епископ ростовский

— святой, уроженец Киевской земли, постригся в Печерской обители, с 1078 г. епископ ростовский. По словам церк. службы св. И., он утвердил христианство в Ростовско-Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы; † в 1090 г. Мощи св. И. обретены в 116 4 г., а в 1231 г. перенесены в ростовский собор; память его 15 мая. О житиях св. И. ср. "Православный собеседник" (1858, ч. I, стр. 432-450).

Исаия, митрополит киевский

(Копинский) — воспитанник острожских училищ, в 1628 г. епископ смоленский и черниговский, в 1631 г. митрополит киевский, но за старостью и слабостью был оттеснен Петром Могилой и ум. на покое в 1634 г. И. Копинский составил "Духовную лествицу" (сборник нравственных изречений) и несколько посланий к првсл. духовенству и частным лицам. Ср. Голубев, "Петр Могила" (543- 5 53) и Макарий, "История русской црк." (XI).

Н. С-в.

Исаия, сотрудник Петра Могилы

(Исаия Трофимович Козловский) — современник и сотрудник Петра Могилы, учился в Западной Европе, вызван был Петром Могилой в наставники киевского коллегиума, в 1633 г. ездил в Константинополь за патриаршим благословением на посвящение в митрополиты Петра Могилы. Первый из русских доктор богословия; составил ок. 1640 катехизис "Првсл. исповедание веры", что было важно в эпоху борьбы православных с католиками и униатами. "Првсл. исповедание веры" издано впервые в Киеве, в 1645 г., и потом много раз переиздавалось и переведено было на многие языки. Митроп. Евгений (в "Опис. Киево-Софийского собора", 176) и Пекарский (в "Отечеств. зап.", 1862 г. III, 218) составителем "Првсл. исповедания веры" считают И. Трофимовича Козловского, а некоторые — Петра Могилу.

Н. С-в.

Исаия, христианский мученик

— один из 12 мучеников, пострадавших в Кесарии Палестинской около 308-309 г.; ему празднуется 16 февраля.

Исайе

(Эжен Ysaye) — известный скрипач и композитор. Концертировал вместе с А. Г. Рубинштейном. Написал 6 скрипичных концертов, вариации на тему Паганини и друг.

Исайки

— село Киевской губернии, Каневского уезда. Дворов 355, жителей 3013. Школа, 3 лавки.

Исайлович

(Димитрий, 1784-1863) — родом из Славонии; в 1830 г. по приглашению Милоша Обреновича занял должность председателя комитета народн. просвещения в Сербии. Напеч. много статей по филологии и истории, с 1834 по 1838 г. редактировал "Србске Новине", составил словарь французско-немецко-сербский и латинско-сербский.

Исакия

— политическая и религиозная партия, главы которой не раз были светскими владыками в городах Вост. Туркестана. Иначе она еще называлась "черногорской" (см. Вали-Исаак-ходжа).

Исаков, Николай Васильевич

— генера от инфантерии, генерал-адъютант (1821-1891), из дворян Московской губернии, учился в 1-м московском кадетском корпусе и военной акд., участвовал в нескольких экспедициях на Кавказ, в венгерской кампании и в обороне Севастополя. По окончании Крымской войны, состоя при министерстве внутр. дел, И. исполнял важные поручения по исследованию положения земледельческого сословия в балтийских губерниях и участвовал в подготовительных работах по крестьянской реформе. В 1859 г. И. был назначен попечителем Московского учебного округа, в 1863 г. — главным начальником военно-учебных заведений. При его деятельном участии, под высшим руководством военного министра, гр. Милютина, состоялось полное преобразование этих заведений, возникли новые учреждения для подготовки учителей, образованы педагогические музеи и библиотеки, возведено много новых зданий. Некоторые из учреждений, основанных по мысли И., имеют не только специальное, но и общее значение, как, напр., существующий с 1864 г. педагогический музей; ему же обязан своим устройством и развитием существующий в Петербурге музей прикладных знаний. В 1881 г. И. был назначен членом Государственного совета.

Исаков, Яков Алексеевич

— СПб. книгопродавец и издатель (1811-1881), в 1829 г. основал в СПб. книжный магазин, преимущественно франц. книг. Впоследствии книготорговля И. считалась одной из первых в России. И. издал "Классную библиотеку", "Записки иностранцев о России", "Библиотеку путешествий" и "Полное собрание сочинений А. С. Пушкина", вслед за изданием Анненкова. В. И. Межов составил "Систематический каталог русских книг" магазина Я. А. И., за годы " 1 875-1876" и "1877-1878" (СПб., 1877 и 1880).

Исаковы

— русские дворянские роды. Федор Федосеевич И. за московское осадное сиденье пожалован вотчиной (1628). Его потомство внесено в VI часть родословной книги Московской губ. (Гербовник, VII, 69). Степан Нежданов сын И., пожалованный поместьем в 1654 г., был родоначальником И., внесенных в VI часть родосл. книги Костромской губ. (Гербовник, XII, 91). — Еще пять родов И. восходят к XVII в., а 11 позднейшего происхождения.

В. Р.

Исакча

— город в Добрудже, на правом берегу Дуная; прежде был турецкой крепостью, служившей базисом для действий на Нижнем Дунае и против Бессарабии. В 1771 году генерал Вейсман, переправившись со своим отрядом через Дунай, ворвался в И. и сжег тамошние склады; в том же году, 24 октября, он снова подошел к крепости, гарнизон которой, видя приближение наших войск, бросил свои укрепления и ушел. После этого И. была разрушена, но затем вновь обращена турками в укрепленный складочный пункт. В войну 1789-91 г. под И. последовало столкновение нашей флотилии под начальством Рибаса с турецкой, кончившееся захватом последней. Защитники И. бежали, и укрепления ее опять были срыты. Спустя некоторое время турецкие войска вновь заняли И., но в марте 1791 г. выгнаны были оттуда отрядом ген. - л. кн. Голицына. В войну 1828 г. И., снова обращенная турками в крепость, сдалась без сопротивления после переправы нашей армии через Дунай. В Восточную войну 1853-1856 годов судам нашей дунайской флотилии, поднимавшимся к Галацу, пришлось проходить мимо И. и выдержать ее огонь. 12 марта 1854 г., после переправы отряда ген.-л. Ушакова у Тульчи, турки бросили И., которая в тот же день была занята нашими казаками; но после отступления ген. Ушакова на левый берег Дуная И. опять перешла во власть неприятеля. В войну 1877-78 г. после переправы 14-го армейского корпуса у Галаца И. была 14 июня занята отрядом ген.-майора Янова, без боя.

И. О.

Исальми

(Jisalmi, Idensalmi) — город Kyoпиоской губернии в Финляндии, при озере Калавеси; соединен с городом Куопио судоходным каналом, пароходство. Жит. 1685. Местный торговый пункт; заводы лесопильный, бондарный и маслобойный, мельница.

Исар

или Исарчик (по-татарски стена, стенка) — под такими названиями известны на южном берегу Крыма развалины некоторых укреплений. Так, в окрестностях Ялты, близ водопада Учан-су, находятся развалины Учан-су И., а близ г. Аутки — просто И. Близ Гаспры скала, некогда укрепленная, известна под именем И.-кая. И. зовутся: укрепленный бугор на мысу близ Кикинеиза, а также следы небольшого укрепления при верховьях Горной речки.

Исафиорд

(Isafjord) — торговый пункт в Исландии (см.).

Исеви

(арабск., от Иса — Иисус) — в Турции официальное название христиан.

Исерлия

— болгарская колония Бессарабской губернии, Аккерманского уезда, при реке Киргиж-Китай; 227 дворов, 1636 жителей; православная церковь, школа, лавки. Основана около 1834 г. пришельцами из Турции на отведенной правительством земле.

П. Т.

Исетская провинция

в Европейской России — образована в 1737 г. из дистриктов Шадринского, И., Окуневского и Тобольского у. Сибирской губ. и упразднена в 1781 г. при учреждении Пермской губ.

Исетская слобода

— Ялуторовского округа Тобольской губернии, в 65 верстах от окружного города, при речке Исеть, на почтовом тракте из Ялуторовска в Шадринск. Дворов 744, жит. 4790. Прв. црк. и церковно-приходская школа. Ярмарка, торжок. В слоб. находился И. острог, основанный в 1650 г.

Исетское озеро

— в Пермской губернии, в Екатеринбургском уезде; довольно большой водный бассейн, из которого вытекает река Исеть. В И. озеро вливаются речки: Шитовской исток, Б. Черная, Калиновка, Березовка, Лебяжка и Молебна. Приносимые ими воды и стекают в виде р. Исети. Богато рыбой; много живописных мест.

Исеть

— река Пермской губернии, в Екатеринбургском, Камышловском и Шадринском уездах, вливающаяся слева в Тобол в Ялуторовском у. Тобольской губ. Более значительные притоки справа: Ельцовка, Решетка, Светлая, Широкая, Уктус, Арамилка, Сысерть, Синора, Теча, Барнев, Миас, а левые: Ольховка, Мельковка, Исток, Бобровка, Брусянка, Каменка, Грязнуха, Суварыш, Ичкин. Длина течения И. около 500 в. В верхней половине течения река перехватывается множеством заводских, фабричных и мельничных прудов. Самые важные из них: огромный пруд Верх-Исетского зав., Екатеринбургский пруд (бывшего монетного двора и гранильной фабрики) и очень большой пруд Нижне-Исетского завода.

α.

Исидор Милетский

— византийский зодчий, трудившийся вместе с Анфимием Траллесским над сооружением константинопольского храма св. Софии в 532-37 гг. (см. Византийское искусство).

Исидор Паценский

— епископ г. Пакс Юлия (ныне Beja) в Лузитании, жил около 754 г.; считается продолжателем хроники И. Севильского (см.) с 617 по 754 г.

Исидор Пелусиотский

— преподобный, ученик Иоанна Златоустого, жил пустынником, подражая св. Иоанну Крестителю. В посланиях своих он обращается с наставлениями к воинам, монахам и высокопоставленным лицам духовным. Арианство он порицал сильно. Послания его, сохранившиеся в большом числе, начали издаваться уже с XVI в. Память И. церковью почитается 4 февраля.

Исидор Севильский

(иначе Hispalensis, по древнему названию Севильи — Гиспалис) — испанский епископ, один из выдающихся латинских ученых писателей ранней эпохи средних веков. Родился около 570 г. в Картагене, в знатной семье (его мать, Феодора, была дочерью готского короля). С 601 г. епископ Севильский. Ум. в 636 г. и вскоре был канонизирован. Многочисленные сочинения И. — добросовестные компиляции, обнаруживающие громадную начитанность. Несмотря на отсутствие оригинальности, труды И. занимают почетное место в истории средневековой образованности, так как, давая знания в краткой и доступной для тогдашних читателей форме, они содействовали их большему распространению. И. принадлежат следующие сочинения: "Originum seu Etymologiarum libri XX" (Базель, 1577; в собрании латинск. грамматиков Gothofredus'a, Женева, 1622, и у Otto, "Corpus g rammaticorum", Лпц., 1833); "De differentiis sive proprietate verborum", книга латинских синонимов; "Differentiarum sive de proprietate sermonum" близко подходящая к предыдущей; "De nativitate Domini, passione et resurrectione, regno atque iudicio"; "De v o catione gentium"; "De conflictu vitiorum et virtutum"; "Sententiarum sive de summo bono libri III" (приобретший широкое распространение сборник изречений из творений церковных авторитетов, более всего из "Moralia" св. Григория, соединенный с руководством по догматике и этике); "De officiis ecclesiasticis libri II"; "Allegoriae quaedam sacrae scripturae"; "Liber numerorum qui in sanctis scripturis occurrunt" (указание мистического значения этих чисел); полемическое сочинение "Contra Iudaeos"; "De viris illu s tribus" (продолжение подобных работ Иеронима и Геннадия); "De scriptoribus ecclesiasticis"; "De vita vel obitu sanctorum". Для истории большой интерес представляет его общая хроника ("Chronicon", издан. R ö sler, Тюбинг., 1803), сохранившаяся в двух редакциях — одной более полной (до 5-го г. правления готского короля Сизебута, т. е. до 625 г. по Р. Х.), другой более краткой, в "Etymologiae" (довед. до 615 г.). Хроника пользуется Августиновым делением истории на 6 больших периодов. Еще важнее "Historia de re g ibus Gothorum, Vandalorum et Suevorum". Математической и физической географии посвящено сочинение "De natura rerum", которое много читалось в средние века и выражает общераспространенные тогда взгляды на природу. Кроме старинных изданий (парижских 1580 и 1 601, мадридского 1599, кельнского 1667), сочинения И. изданы F. Arevalo (Рим, 1797-1803) и у Миня: "Patrologiae cursus completus", т. 81-84 (Париж, 1856). См. Герцберг, "Die Historien und Chroniken des Isidorus von Sevilla" (Гёттинген, 1874). Об ошибочно приписывавшемся ему сборнике декреталий — см. Декреталии.

Дм. Kapuнский.

Исидор Харакский

— родом из Сузианы, греческий писатель, часто упоминаемый Плинием в числе географ. источников. От него сохранилось описание Парфии, σταθμοί Παρθικοί, кот. издается обыкновенно вместе с другими так назыв. "малыми греческими географами". Жил, вероятно, в I в. по Р. Х.

Исидор, гностик

— гностик; сын и приверженец Василида (см.), написал несколько сочинений, в которых объяснял и оправдывал учение отца своего. Из комментарий его к апокрифическим пророкам Пархору, Варкофу и Варнаве сохранились отрывки у Климента Александрийского. По мнению И., время патриархов было полно божественных истин, переданных потом еврейству и восточному язычеству. В книге περί Προςφυοϋς И. доказывал, что человеческая душа не беззащитна перед злыми стремлениями и может одерживать верх над ними. У И. еще вполне сохранилась нравственная высота первых представителей гностицизма. Он жил во второй половине II века, некоторое время в Александрии; подробности его биографии неизвестны.

Исидор, киевский митрополит

— последний русский митрополит из греков, уроженец Фессалоник, посвящен был константинопольским патриархом в митрополиты киевские; по прибытии в Москву убедил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить его в Италию на созванный в то время собор. 8 сентября 1437 г. И. выехал из Москвы в сопровождении Авраамия, епископа Суздальского, и около ста духовных и светских лиц. Через Ригу, Любек, Лейпциг, Аугсбург и Тироль И. в 1438 г. прибыл в Феррару, где заседал собор, вскоре перенесенный во Флоренцию. На этом соборе И. действовал не только в качестве архипастыря России, но и в качестве второго представителя антиохийского патриарха. Избранный вместе с Марком Ефесским и Виссарионом Никейским в ораторы для прений со стороны греков, И., как и Виссарион (см.), выступил ревностным поборником унии и подписал хартию соединения церквей. Сделанный кардиналом в один день с Виссарионом, И. с именем апостольского легата для всех северных земель отправился в Россию и из Венгрии разослал грамоты в епархии литовские, русские и ливонские с извещением о соединении церквей. Успех И. в русско-литовских землях парализован был тем, что вел. кн. литовский Казимир объявил себя на стороне не папы Евгения, а Базельского собора и поставленного им папы Феликса. В Волыни И. поставил епископа Даниила, согласившегося на унию; в Киеве кн. Александр дал И., как "отцу своему митрополиту", грамоту на всю свою вотчину ("Историч. акты", т. i, № 259), но киевская летопись утверждает, что И. изгнали из Киева. Весной 1441 г. И. прибыл в Москву с дружественным посланием папы к вел. кн. Василию; в первой же литургии в Успенском соборе И. помянул вместо вселенских патриархов Евгения папу, а по окончании службы диакон его с амвона прочел постановление Флорентийского собора. Но вел. князь Василий тут же в храме стал изобличать И., приказал низвести его с престола и, посадив его под стражу в Чудове монастыре, созвал на собор епископов и знатнейшее духовенство, которые признали постановление Флорентийского собора противным древнему православному учению. Осенью 1441 г. И. бежал в Тверь, но и вел. кн. тверской посадил его под стражу. Из Твери И. бежал в Новгородок литовский, а оттуда в Рим. Во время осады турками Константинополя И. находился в стенах этого города и предлагал имп. Константину помощь от имени папы, с тем чтобы греч. духовенство признало постановление Флорентийского собора. По взятии турками Константинополя И. попал в плен, но ушел из неволи в Рим, где он и † в 1462 г., нося звание константинопольского патриарха. Ближайшие побуждения, руководившие деятельностью И., совсем почти не выяснены; мало известно о его образе мыслей и степени его образованности, так как то немногое, что уцелело из его произведений, разбросано по разным рукописям. Изданное в "Патрологии" Миня (т. 159) извлечение из донесения И. о взятии Константинополя турками дает весьма недостаточное понятие о содержании этого произведения. Ф. И. Успенский ("Историч. вестн.", 1887 г., № 12) склонен видеть в И. убежденного представителя нового политич. и религиозного направления, проявившегося в Византии, — направления, которое разделяли и Палеологи и которое выразилось в тяготении к Западу. Во всяком случае И. был далеко не заурядным человеком. Еще до назначения своего на русскую кафедру, он вел переписку с гуманистами. Значительная часть известий о взятии Константинополя турками, вошедшая в позднейшие записки и сборники, заимствована из донесений И. папе, из писем его к Виссариону и др. кардиналам и из посланий его к разным коронованным особам.

Исидор, константинопольский патриарх

— константинопольский патриарх, прозванный Вухирас (1347-1349); венчал на царство императора Иоанна Кантакузена. Он уговорил императора в войне с генуэзцами дать морскую битву, в которой погиб весь только что созданный греческий флот.

Исидор, митрополит новгородский и всего Поморья

— митрополит новгородский и всего Поморья, прежде игумен Соловецкого монастыря, видный деятель Смутного времени (см.). Помог царю Василию Шуйскому заключить выгодный договор со шведским полководцем Делагарди; когда последний подступил к Новгороду, И. руководил защитой города; наконец, И. испросил новгородцам у Михаила Федоровича прощение за вынужденную Делагарди клятву избрать на русский престол одного из шведских королевичей. Умер в 1619 г.

Исидор, митрополит новгородский и с.-петербургский

Исидор (в миру Иаков Сергеевич Никольский, 1799-1892) — уроженец Тульской губернии, воспитанник и потом бакалавр СПб. духов. акд., затем ректор Орловской семинарии, с 1834 г. викарий московской епархии, с 1837 г. епископ полоцкий и виленский, с 1840 г. могилевский, с 1844 г. экзарх Грузии, с 1855 г. митрополит киевский, с 1860 г. митрополит новгородский и спб. В Полоцке и Могилеве он участвовал в борьбе с латинством и унией; на Кавказе основал местное братство для борьбы с мусульманством и язычеством, развившееся потом в "Общество восстановления христианства на Кавказе". Письма его за это время к Иннокентию, архиепископу Херсонскому (рукописи Имп. публичной библиотеки), свидетельствуют о его трудах по восстановлению древних храмов и христианскому просвещению горцев. В бытность его митрополитом СПб. им устроены два крупных благотворительных учреждения: "Исидоровский дом призрения бедных духовного звания" в СПб. и "Училище девиц духовного звания" близ Новгорода. Ценная коллекция рукописей и документов принесена им в дар библиотеке СПб. дух. акд. (каталог ее см. в издании "Сердечный привет митрополиту Исидору от СПб. дух. акд.", СПб. 1885 г.). См. "Христиан. чтение" (1892 г., № 11- 1 2) и упомянутый "Привет от СПб. дух. акд".

Н. Б.

Исидор, ростовский чудотворец

— Христа ради юродивый, ростовский чудотворец, родом из Германии; сначала католик, принял православие и удалился в Россию, в Ростов, где и скончался в 1474 г.; погребен в храме Вознесения Христова, где его мощи почивают доныне. Память 14 мая.

Исидор, самозванец

(Сидорка, по одному псковскому сказанию, также Матюшка) — самозванец (Лжедимитрий III). Летопись о мятежах говорит, что "прииде в Ивань город с Москвы из-за Яузы реки дьякон Сидорка, и назвался царевичем Дмитреем". Это случилось 28 марта 1611 г. Псковская летопись называет его "последним вором из Новагорода". Казаки подмосковного стана вошли в сношения с самозванцем и присягнули ему (2 марта 1612 г.), а также, под страхом смерти, Псковскому вору (чаще так называемому потому, что он утвердился во Пскове) "целовали крест" дворяне, дети боярские, моск. жилецкие люди, стрельцы и боярин кн. Дмитрий Тимофеевич Трубецкой. 18 мая 1612 г. И. бежал из Пскова с кн. Хованским, но Ив. Плещеев уговорил Хованского выдать самозванца, который 1 июля был отправлен в Москву (см. Смутное время).

Исидор, св. мученик ливонский

— погиб вместе с товарищами в 1482 г., 8 января, от ливонских рыцарей в Юрьеве. Страдание его описано священником Василием (в иноч. Варлаам) в XVI в. См. арх. Леонид, "Святая Русь" (СПб. 1891).

Исидор, христианские мученики

— 1) св. мученик, при римском императоре Деции казнен на о-ве Хиосе, в 251 г. Мощи его в XII в. видел в Хиосе русский игумен Даниил. Память его 14 мая; 2) св. мученик кампанийский, погибший в Риме при Диоклетиане, в 301 г.; память 6 июля; 3) св. И., поминаемый вместе с Омврием, Севером и иными 30 декабря.

Исидора

— преподобная тавеннийская, одна из первых юродивых, жила в IV в. См. о ней Филарет, "Подвижницы Восточной церкви". Память 10 мая.

Исилл

(Ίσυλλος — И. эпидаврийский) — автор изданных Каввадией в 1885 г. пяти небольших, связанных между собой стихотворений в честь Аполлона и Асклепия, найденных на превосходно сохранившейся мраморной доске при раскопках в эпидаврийском храме Асклепия. И. рассказывает о том, как он был инициатором процессии в честь обоих прославляемых им богов, воспевает им пеан, в котором сообщает факты, известные уже из Гесиода и Пиндара, и наконец благодарит Асклепия за спасение Спарты и его, поэта, самого. Судя по последнему стихотворению, И. был еще мальчиком в 338 г., когда Филипп после победы при Херонее обратился против Спарты; тон стихотворения заставляет отнести его ко времени, когда Эпидавр мог свободно отдаваться своему влечению к Спарте, прибл. к 280 г. Стихотворения И. раскрывают некоторые стороны религиозной и политической жизни отдаленной дорийской общины в III в., но поэтическое достоинство их невысоко. Язык И. — смесь эпического с местным эпидаврийским говором. См. Blass, "Der Paian des Isyll" ("Jahrb üch. fü r Phil.", 131, 822 сл.); v. Wilamowitz, "Isyllos v. Epidauros" (B., 1886).

А. М. Л.

Исихасты

— см. Гезихасты.

Исихий (Гезихий)

— см. Гезихий.

Исихий, христианские мученики

— 1) св. мученик, пострадал при императоре Траяне в Диррахии; память 7 июля. 2) Св. мученик из дружины св. Иерона, пострадавший в Мелитине при Диоклетиане; ему празднуется 7 ноября. 3) Один из 40 мучен. севастийских, при Лицинии замороженных в озере и потом сожженных; память 9 марта. 4) Св. муч. антиохийский, пострадавший при Диоклетиане; память 10 мая. 5) Св. муч., пострадавший в Адрианополе при Максимиане; память 19 февраля. 6) Преподобный постник, † ок. 790 г. в Вифинии, недалеко от Пруссы. Память 5 марта. 7) И. хоривит, блаженный безмолвник, жил в VI в., память 3 октября.

Иск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Искандер

— псевдоним А. И. Герцена; см. Герцен.

Искандер Зулькарнайн

(аl-Iskander d û-l-Karnayni — r-Rû miy) — прозвание Александра Македонского у мусульманских писателей. Зулькарнайн — "двурогий", т. е. покоривший оба рога вселенной — запад и восток.

Искандер-бей

— прозвище авантюриста Илинского (1814-1864), служившего в войсках Марии-Христины испанской, затем у Дон-Педро португальского. Участвовал в осаде Герата (1836), потом отправился в Алжир и в рядах французов сражался с Абдэль-Кадером. После участия в венгерской войне 1848-49 г. И. бежал в Турцию, где сделался адъютантом Омера-паши. За отличия в Боснии, Черногории, Валахии и Крыму получил чин бея, потом паши; солдатами прозван был И.-бей в память знаменитого Скандербега. На разных полях сражений Европы и Азии получил до 40 ран.

Искандер-куль

— озеро, расположенное в котловине на северном склоне Гиссарского хребта (см.), в Самаркандской области, на высоте около 7000 фт. Озеро имеет вид треугольника, около 10 в., вода в нем пресная и вкусная, наибольшая глубина — 31 саж., темпер. (в средних числах июня) +8 Р. Уровень оз. прежде был выше; на высоте 340 фт. над нынешним уровнем видна линия прежнего уровня. Местоположение оз. между высокими крутыми горами, подымающимися над ним на высоту до 3 1/2 т. фт., очень живописно; местами на склонах гор имеются заросли тополя, березы и древовидного можжевельника (арча); берега богаты пастбищами. С Ю. в оз. впадает довольно значительная речка Сары-таг, на С. из него вытекает р. Искандер-дарья, в 17 верстах от озера соединяющаяся с Ягноб-дарьей (см. Зеравшан) и затем под именем Фан-дарьи впадающая слева в Зеравшан. По Искандер-дарье, мимо оз. И.-куль, идет довольно важная вьючная тропа из басс. Зеравшана на перевал Мура (выс. 12200 фт.) в Гиссарском хребте и далее в Гиссар и Каратаг. См. Зеравшанские горные экспедиции.

В. М.

Искандеркульская экспедиция

военно-научная — см. Зеравшанские горные экспедиции.

Искандерун

(Iskanderû n) — см. Александретта.

Искандерье

(Iská nderyeh) — турецкое и арабское название города Александрия (в Египте).

Искардо

— главный город Балтистана; см. Скардо.

Искариот

— см. Иуда Искариот.

Искатель

— небольшая зрительная труба, прикрепляемая неподвижно к большой для облегчения отыскивания предмета наблюдений; оптические оси обеих труб должны быть параллельны. Большие зрительные трубы на постоянных обсерваториях имеют обыкновенно такое малое поле зрения, что непосредственное наведение их на наблюдаемое небесное светило очень затруднительно; искатель же с малым увеличением и большим полем зрения навести гораздо легче. Поставив требуемое светило точно на пересечение нитей в окуляре И., тем самым приводят светило в поле зрения главной трубы. Чем больше зрительная труба, тем больше и приделанный к ней И., который иногда и сам еще снабжается вторым И.

В. В. В.

Искевоны

— см. Истевоны.

Искер

— см. Сибирь (город).

Искер или Искра

(у древних греков οσκιος, лат. oescus) — прав. приток Дуная в Болгарии, начинается на сев. склоне Рило-планины; образующие его ручьи сливаются в Самоковской котловине, затем река между Балканами и Витошью проходит в Софийскую котловину, проходит по узкой долине в сев. направлении Балканы, пересекает болгарскую плоскость и, оставаясь несудоходной, впадает в Дунай выше устья Алуты (или Альты).

Иския

(Ischia, y греков Pithecusa, y римлян Aenaria) — остров при входе в Неаполитанский залив, в 10 км к юго-западу от мыса Мизено, славится живописностью местоположения, плодородием почвы, винами. Более 25 тыс. жит. Остров происхождения исключительно вулканического; почву образуют лава и туф; высочайшая вершина — вулкан Эпомео. Главные селения: Иския на вост. берегу острова, с гаванью и крепостцой, расположенной на базальтовом утесе, Форио и Барано д'Иския. Главные отрасли промышленности, славившиеся еще в древности: выделка глиняных ваз, плетеных изделий из соломы, рыболовство. Первые жители И. — выходцы из Эвбеи, равно как и последовавшие за ними колонисты, посланные Гиероном Сиракузским, покинули о-в вследствие извержений Эпомео. В течение долгого времени И. оставалась необитаемой и вновь заселена была уже при римском владычестве, колонистами из Неаполя. Император Август имел на И. дворец. В новейшее время И. сильно и неоднократно страдала от землетрясений, как, напр., в 1828, 1832 и 1881 гг., особенно же 28 июля 1883 г., когда погибло 2313 чел. и почти совершенно уничтожены были Форио, Казамиччиола и Лакко-Амено. Ср. Kaden, "Die Insel Ischia" (Люцерн, 1883); Johnston Lavis, "Monograph of the earthquakes of Ischia" (Неаполь, 1886).

А. Я.

В городе И. и различных других прибрежных пунктах острова отличные морские купанья, доступные круглый год. Многочисленные акратотермы с водой темп. 55— 75° Ц., содержащей поваренную соль и соду. Некоторые источники служат для питья при брюшном полнокровии, вялости кишок, тучности и т. п. страданиях. Другими источниками пользуются для ванн при ревматизме, невралгиях и некоторых затяжных болезнях. Лучшие купальные заведения в Казамиччиоле (Casamicciola), на сев. берегу о-ва. В деревне Lacco — песочные ванны. Сезон с 15 апреля по 15 сентября. Езды от Неаполя 2 часа, от Турина — 30 часов.

Г. М. Г.

Исключение

— так называют в математике различные приемы, при помощи которых из данной системы уравнении образуют новую, в которую не входили бы те или другие величины. В элементарной математике к таким приемам прибегают при решении уравнений со многими неизвестными, а в высшей — для исключения произвольных постоянных количеств или функций.

В. В. В.

Исключение из службы

— составляет высшее из числа так называемых особенных наказаний, т. е. таких, которые применяются только к лицам, состоящим на государственной или общественной службе. Оно имеет двоякий характер: наказания самостоятельного и придаточного. Как придаточное, оно само собой соединяется с лишением некоторых прав и преимуществ и со всеми высшими видами поражения прав. Как самостоятельное, оно влечет за собой воспрещение на всю жизнь вступать в какую-либо госуд. службу, участвовать в выборах и быть избираемым в должности по назначению дворянства, земства, городов и селений (Улож. о нак., ст. 66). Для лиц, не изъятых от телесных наказаний, И. из службы заменяется заключением в тюрьме от 4 до 8 мес. (ст. 87). Воинский уст. о нак. (ст. 38-41) устанавливает два вида И. из службы: с лишением и без лишения чинов. Сверх последствий, указанных в 66 ст. Улож. и соединяющихся с И. из службы в обоих видах, И. из службы с лишением чинов влечет за собой потерю чинов, орденов и других знаков отличия (кроме медалей за участие в войнах и походах и крестов равного с ними достоинства), а также и всех прочих преимуществ, службой приобретенных; но приобретенные чинами или орденами права дворянства или почетного гражданства сохраняются. Исключенный из службы без лишения чинов сохраняет как ордена и другие знаки отличия, так и соединенные с чинами, орденами и знаками отличия права и преимущества, но лишается всех прочих, службой приобретенных, прав и преимуществ. Подвергшиеся И. из службы за воинские преступления, совершенные не из корыстных или иных гнусных побуждений, могут быть, по усмотрению военного начальства, вновь принимаемы в военную службу, не иначе, однако, как рядовыми и только по истечении трех со времени исключения лет при засвидетельствовании местного начальства о беспорочном их поведении. И. из военной службы могут быть подвергаемы и лица, находящиеся в отставке, за преступные деяния, учиненные во время состояния на службе.

К.-К.

Исключения метод

(лог.) — один из видов логического доказательства; состоит в перечислении всех частных случаев какого-либо общего положения, за исключением одного, и в доказательстве неприменимости их к требуемому выводу; в результате получается уверенность, что случай, оставшийся после исключения всех других, и есть искомый. Метод И. есть доказательство косвенное; полная уверенность в справедливости вывода путем исключения получается лишь тогда, когда, во-1-х, перечисление всех случаев действительно полное и, во-2-х, когда исключение каждого случая непреложно верно.

Исключительные законы

— термин этот в законодательстве нашем не употребляется, но соответствующее ему понятие находит частое применение. Под И. законами разумеют такие постановления законод. власти, которыми действие общих законов приостанавливается и администрация облекается чрезвычайными полномочиями, с точностью в И. законах указанными, для достижения целей, которые также указываются в этих законах. И. законы издаются на определенный срок, по истечении которого теряют свою силу, если только действие их в законодательном порядке не продолжено. Они не подлежат распространительному толкованию: чрезвычайные полномочия администрации не могут выходить за пределы, И. законами установленные, и не должны быть пускаемы в ход для достижения целей, в этих законах не указанных. Такими И. законами, которые были известны уже в Древнем Риме (см. Диктатор), являются законы, устанавливающие военное или осадное положение, а также положение усиленной или чрезвычайной охраны (см. эти сл.). С И. законами в указанном смысле не должно смешивать сепаратных законов (см.), а также сингулярное право, привилегии (см.).

Исковое прошение

— в русском судопроизводстве до 1864 г. так называлось в отличие от прошений по делам крепостным и вотчинным прошение, "коим истец ищет иска", т. е. по личным искам из договоров, об убытках и т. д. В новом судопроизводстве И. прошение составляет форму предъявления всякого иска в окружном суде. В истории русс. судопр. И. прошение (челобитная) появляется, на смену словесного предъявления исков, в конце XVI в.; его писали в жалостливых выражениях, чтобы тронуть судью. Форма его уже тогда определена была обычаем; оно начиналось словами "Царю государю бьет челом холоп такой-то" и оканчивалось словами "Царь государь, смилуйся, пощади или пожалуй". Подпись стала обязательной только в эпоху Уложения. Форма обращения к верховной власти держалась до реформы 1864 г.; И. прошение писалось по пунктам и к каждому пункту прикладывалась рука просителя. По уставу гражд. судопр. в И. прошении обозначаются суд, куда оно подается, стороны и их адреса, цена иска, просительный пункт. Наибольшее место в И. прошении отводится исторической части дела — изложению его обстоятельств со ссылкой на доказательства, а также юридическим соображениям со ссылкой на законы. Хотя в настоящее время суд и не вправе возвратить И. прошение по бездоказательности (как до 1864 г.) и ссылка на законы необязательна (jura novit сuriа), но все же наше И. прошение более сродни дореформенному письменному, чем чисто устному судопроизводству, где оно должно служить исключительно для подготовки устного состязания. Как римское libellum conventionis, так и Klageschrift нового (с 1877 г.) германского судопроизводства и английское writ of s u mmons отличаются краткостью, сближающей их с простыми повестками о вызове ответчика. Во франц. судопроизводстве И. прошений совсем нет, и первой подготовительной бумагой является составляемый судебным приставом exploit d'ajournement — акт о вызове ответчика. В нашем мировом и торговом судопроизводствах, а также в судопроизводстве по правилам 29 декабря 1889 года место И. прошения может занять словесная просьба, записываемая судьей или протоколистом и скрепляемая подписью просителя. И. прошение, как и родственные ему формы предъявления иска, имеет своим назначением индивидуализировать спор, обособить его от других процессов, твердо установить предмет требования. Доведенная до крайности, эта индивидуализация спора приводила иногда в истории судопроизводства к большим несправедливостям: напр. до Юстиниана в римском судопроизводстве pluspetitio (требование большего, чем следует) влекла за собой потерю всего иска, и только впоследствии за истцом признано было право уменьшать свои требования. В нашем современном судопроизводстве фиксированное в И. прошении требование может быть только уменьшено; изменение его по существу не допускается; дозволено только присоединить к нему требование процентов и приращений и требовать цены утраченного предмета. Стремление индивидуализировать спор сказывается в нашем судопроизводстве, между прочим, в запрещении смешивать в одном И. прошении иски, истекающие из разных оснований, хотя бы они относились к одному лицу. Это правило чуждо зап. системам, напр. англ. и герм.; его не строго соблюдает и наша судебная практика. Поданное в суд И. прошение может быть оставлено без движения, если не приложено, напр., копии или судебных пошлин, не указаны адреса сторон и т. д.; истцу дается срок на исправление недостатков. В целом ряде случаев И. прошение прямо возвращается — когда, напр., не обозначено, кто ищет и с кого, не означено, чего истец просит, не указана цена иска, не приложено доверенности на предъявление иска и т. д. С возвращением И. прошения исковая давность не считается прерванной.

М. Брун.

Иской

— один из 26 мучеников, пострадавших в Готфии от готского царя Унгериха около 375 г. Память 26 марта.

Искомая величина

— сущность решения каждой математической задачи сводится к определению одной или нескольких неизвестных величин по некоторым данным. Эти неизвестные, подлежащие определению по условию задачи, и представляют И. величины; они означаются в математике последними буквами латинского алфавита.

В. В. В.

Ископаемые

(в горном деле) — см. Полезные ископаемые.

Ископаемые животные и paстения

— см. Палеонтология.

Искорость

— местечко Волынской губернии, Овручского уезда, при реке Уше. Дворов 295, жителей 2467. Православная церковь, 2 еврейских молитв. дома, пост. дв., школа, 4 лавки, водяная млнц., кирпичный и пивоваренный зав. И. — древний Искоростен (Искоростень, Коростен), центральный город древлянской земли; близ И. убит Игорь. Сожжен Ольгой в 946 г.

Искра электрическая

— см. Разряд электрический.

Искра, дворянский род

— русский дворянский род, происходящий от гетмана Якова Искры-Острянина, прозванного Остряницей, замученного в 1641 г. поляками в Варшаве. Его сын Иван, "предназначенный" гетман, убит в 1659 г., а внук Иван Иванович, полковник полтавский, казнен вместе с Кочубеем за донос на Мазепу. Род И. внесен в VI и II части родосл. книг Киевской и Полтавской губ.

В. Р.

Искра, с.-петербургский журнал

— лучший русский сатирический журнал с карикатурами, издавался в СПб. с 1859 по 1873 г. еженедельно, а с 1873 г. — два раза в неделю. Журнал возник по инициативе известного карикатуриста Н. А. Степанова, который вместе с Вас. С. Курочкиным и стал во главе нового журнала. Материальные средства на первоначальное ведение дела редакция получила от В. А. Кокорева, но на другой же год издания ему их возвратила. Силу и значение И. придало остроумие Курочкина: в короткое время журнал занял выдающееся положение, как передовой боец новых идей, с большой едкостью вышучивая и осмеивая пером и карандашом отжившие традиции и реакционные стремления. В И. не было ничего напоминающего обычный тип юмористических журналов, потешающих читателя. Смех ее направлен был исключительно на бичевание общественных недугов; по серьезности своей сатиры И. не уступала лучшим органам политической сатиры на Западе — "Kladderadatch"'y и "Punch"'у. Лучшие годы изд. — 1859-64 г., когда журнал имел до 7 тыс. подписчиков и когда мысль попасть в "И." приводила в ужас даже очень сильных людей. Из карикатуристов, кроме Степанова, в И. принимали участие Марков, М. М. Знаменский, Э. Т. Комер, В. Д. Лабунский, А. В. Богданов, А. М. Волков и др. Для отдела литературного В. С. Курочкин сумел привлечь в сотрудники многих талантливых молодых людей, напр. П. И. Вейнберга, В. Буренина, Н. Лейкина, Н. Успенского, И. Горбунова. С выходом Н. А. Степанова и В. С. Курочкина из состава редакции журнал начал падать, и это падение шло непрерывно до самого прекращения издания. С 1870 г. И. стала выходить без карикатур. В 1869 г. И. была временно приостановлена: вышло только первых 18 №№ (см. "СПб. вед.", 1869, № 158). В 1870 г. с № 1 по № 29 И. выходила под ред. В. Курочкина, №№ 30-43 за 1870 г. не появились. С № 44 1870 г. по № 16 1872 г. ред.-изд. В. Леонтьев, изд. В. Курочкин. № 15 за 1872 г. был задержан по распоряжению цензуры. За отъездом В. Леонтьева из СПб. издание И. в 1872 году прекратилось (см. "СПб. вед.", 1872, № 127). С 7 февраля 1873 г. издание И. было возобновлено под ответ. ред. А. Афанасьева-Чужбинского и изд. В. Курочкина и Н. Котомина. Издание прекратилось на № 39 (24 июня). За все время своего существования И. получила 2 предостережения. Ср. "Историч. вестник", 1891, т. XLIV, стр. 116-136.

Искренно

или Искряна — село Киевской губернии, Звенигородского уезда, при реке Киселевой, 216 дворов и 1085 жителей, школой и 10 ветряными млнц. Замечательно обнажениями гранита и гнейса, громадные плиты которого (до 1 1/2 кв. саж.) употребляются здесь в виде своеобразных заборов.

П. Т.

Искривления

(медиц.) — см. Ортопедия.

Искрицкие

— русский дворянский род, восходящий к XVII в. и внесенный в VI часть родословной книги Черниговской губернии (Гербовник, VI, 154).

Предыдущая страница Следующая страница