Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "И" (часть 27, Ири - Иса)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "И" (часть 27, Ири - Иса)

Предыдущая страница Следующая страница

Ирида, в мифологии

(Ίρις) — первоначально олицетворение и богиня радуги, дочь Тавманта и Електры, сестра Гарпий. Главная роль И. — быть вестницей богов, поручения которых она разносит с быстротой ветра по земле, в морские глубины и даже в преисподнюю. Как богиня радуги, являющейся после дождя в туче или в брызгах воды, И. стояла близко к морским божествам. У поэтов она является иногда в качестве прислужницы Геры и исполнительницы ее поручений, подобно тому как Гермес играет такую же роль при Зевсе. Изображается И. чаще всего летящей, с распростертыми большими крыльями, с кадуцеем или чашей в руке.

Иридеи

ирисовые (Irideae) — см. Касатиковые.

Иридий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иридэктомия

— глазная операция, состоящая в вырезании кусочка радужной оболочки; производится с оптической целью при пятнах роговицы, закрытии зрачка и катарактах и с целью лечебной при сращениях радужной оболочки и некоторых воспалительных ее состояниях, при операции извлечения катаракты и при глаукоме (для понижения внутриглазного давления).

Иризация

(минер.) — появление радужных цветов в очень тонких листочках слюды и тончайших трещинах (|| плоскост. спайности) многих прозрачных минералов (известк. шпата, ортоклаза, горн. хрусталя и др.). Явление зависит от интерференции света (см.).

Иризирующее стекло

— приготовлено впервые Брианшоном. Изделия из такого стекла в отраженном свете отливают с поверхности радужными цветами. Это достигается обыкновенно покрыванием стеклянных изделий с поверхности очень тонким слоем легкоплавкого стекла (люстр), содержащего окись висмута, с прибавкой иногда также еще и золота. Употребляются также люстры, содержащие свинец, цинк и др. По Вейскопфу, иризирование стекла можно получить также с помощью обработки его парами хлористых металлов (напр. SnCl 4) при высокой температуре. Из И. стекла делают посуду (рюмки, стаканы), и различные предметы украшения, пресс-папье и пр.

П. П. Р.

Ирина Михайловна, болгарская царица

— жена Ивана Михайловича, царя болгарского, дочь византийского императора Михаила Палеолога. Низложена вместе с мужем в 1283 г.

Ирина Михайловна, русская царевна

(1627-1679) — старшая из семи дочерей царя Михаила Федоровича от второго брака. В 1644 г. была сговорена за Христиана-Вольдемара, побочного сына датского короля Христиана IV, который и приехал в Москву для женитьбы на царевне и житья в России. По тогдашним московским воззрениям, царевна могла быть выдана за королевича не иначе, как если он примет православие и притом непременно через перекрещение, что и было предложено жениху; но последний решительно отказался от перекрещения и хотел было немедленно уехать из Москвы. Царь Михаил Федорович, полюбив королевича, старался убедить его, вследствие чего между московскими книжниками и сопровождавшим королевича пастором Фельгабером завязались прения о вере. Акты этих прений, изданные А. Голубцовым ("Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны", М., 1892), содержат в себе драгоценные указания на то, как древнерусск. богословы смотрели на догматы, церковные обряды и их взаимное отношение, какими вопросами они преимущественно интересовались, как и на основании чего их решали, как относились к зап. иноверию и каким оружием боролись с латинством и лютеранством; они, между прочим, свидетельствуют и о том, что отличительные взгляды нашего раскола — старообрядчества — разделялись в Москве образованнейшими людьми сороковых годов XVI I ст. — времени, непосредственно предшествовавшего возникновению раскола в русск. церкви. К желанному результату прения не привели: в 1645 г. Вольдемар уехал из Москвы. Ср. Цветаев, "Из истории брачных дел в царской семье" ("Рус. вест.", 1884 г. отд.); Голубцов, "Прения о вере, вызванные делом корол. Вольдемара" (1891).

Ирина Палеологовна

— жена деспота сербского Георгия Бранковича. По словам сербских летописцев, отличалась скупостью и сребролюбием. Распродав в 1438 г. все съестные припасы, бывшие в г. Смедереве, она ускорила взятие этого города султаном Муратом II, который пленил двух ее сыновей, Григория и Стефана, а Георгий Бранкович бежал в Венгрию и в 1443 г. при помощи Гуниада выгнал турок из своих владений. 24 декабря 1457 г., по смерти мужа, И. вступила на сербский престол; спустя год была отравлена своим младшим сыном, Лазарем, который и провозгласил себя сербским деспотом.

В. Р-в.

Ирина Федоровна

— сестра Бориса Годунова и супруга царя Федора Иоанновича. Брак ее с последним совершился по воле Грозного в 1580 г. и послужил новой ступенью для возвышения Годунова, влияние которого на Федора Иоанновича в значительной мере основывалось на любви последнего к И. Она не препятствовала планам брата, но и не была его деятельной помощницей. Тем не менее, противники Годунова, Шуйские, задумали устранить И. и через это подорвать влияние Бориса: они решили просить царя Федора развестись с И. вследствие ее бесплодия и успели было уговорить и митрополита Дионисия принять участие в этом плане. Годунов узнал, однако, о нем заранее и расстроил его. Шуйские поплатились ссылкой. По смерти Федора Иоанновича (7 января 1598) бояре, опасаясь бедствий междуцарствия, решили присягнуть И., но она на девятый день по смерти мужа удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась там, приняв имя Александры. † 1603.

В. М-н.

Ирина, византийская императрица

(жена византийского императора Льва IV Исаврианина) — афинянка, отличавшаяся красотой и умом, а также властолюбием и своеволием. После смерти мужа (780) управляла государством вместо сына, Константина VI. Ревностная защитница икон, И. старалась с помощью патриарха Тарасия уничтожить господство партии иконоборцев; принятые ей меры надолго заслужили ей благодарность греческой православной церкви. Своего сына, который в 790 г. освободился от опеки и устранил ее от дел, И. опутала интригами, свергла с престола и, наконец, ослепила (797). Сама И. была свергнута министром финансов Никифором (802) и сначала отправлена на один из островов Пропонтиды, а затем на Лесбос, где и ум в 803 г.

Ирина, дочь Исаака II Ангела

— дочь византийского императора Исаака II Ангела, была замужем сначала за норманнским принцем Рожером, а после его ранней кончины — за Филиппом, герцогом швабским (1197). Ирина, или, как ее называли в Германии, Мария, "роза без шипов, кроткая голубка", как пел Вальтер фон дер Фогельвейде, приобрела в Германии горячие симпатии. Через два месяца после насильственной смерти мужа † и И. (1208).

Ирина, жена Константина Святославича

— жена св. Константина Святославича, князя и чудотворца муромского, упоминается только в "Житии" ее мужа. Погребена в муром. Благовещенском соборе.

Ирина, мученицы христианской церкви

— 1) святая мученица, пострадала при императоре Диоклетиане. По преданию, она была сначала отведена в блудилищный дом, но никто не смел к ней прикоснуться; 1-го апреля 304 г. она была сожжена. Память ее празднуется 16 апреля; 2) великомученица, ученица Тимофея, сотрудника ап. Павла, родом из Иллирика; она проповедовала среди славян в Сербии и была сожжена в Солуне во время гонений Домициана или Траяна.

Ирина, супруга Ярослава I

или Ингигерда — супруга Ярослава I, см. Анна.

Иринарх, архиепископ рязанский

(в миру Яков Дмитриевич Попов, 1790—1877) — проповедник, магистр СПб. духовной академии, архиепископ рязанский. Проповеди его изданы в 1868 г. в десяти томах.

Иринарх, игумен соловецкий

(1613—1626; умер в 1628 г.) — игумен соловецкий, поднявший благосостояние не только своего монастыря, но и окрестной страны, несмотря на то, что монастырь должен был в его время для борьбы со шведами возобновлять укрепления и содержать более тысячи войска. Северяне чтут память его как святого и празднуют ее 17 июля. Житие И. составлено соловецким монахом, потом калязинским игуменом Илларионом.

Иринарх, инок

— инок, составитель жития преподобного Дионисия Глушицкого и похвального слова ему. Житие написано в 1492 г. по рассказам лиц, живших при св. Дионисии (ум. в 1437 г.). В "житии" слишком много цветов красноречия и немало хронологических погрешностей. И., вероятно, принадлежит и житие препод. Григория Пельшемского (ум. в 1442 г.), друга препод. Дионисия, также написанное со слов очевидцев.

Иринарх, преподобный

(род. в 1547 г., умер 13 января 1616 г.) — преподобный, затворник ростовского Борисоглебского монастыря на Устье, в мире Илья, сын крестьянина из ростовского села Кондакова; сначала занимался торговыми делами, но потом удалился в м-рь. В Борисоглебском ростовском монастыре он обрек себя на суровое затворничество; более 30 лет он не снимал вериг. "Воздержитель, крепкий столп, страдалец, наставник и учитель", И. был чуток ко всем бедствиям русского народа. Кн. Скопин-Шуйский, кн. Пожарский, Минин шли к нему за благословением и уходили от него с великой бодростью духа. Еще при жизни И. нашел себе преданного ученика, инока Александра, который и написал житие своего учителя. Житие преп. Иринарха издано преосв. Амфилохием. Мощи И. почивают в ростовском Борисоглебском м-ре. См. Забелин, "Безвестный герой Смутного времени" ("Древн. и нов. Россия", 1875, т. I, стр. 245 и след.); Платонов, "Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в." (стр. 293 и сл.); Барсуков, "Источники русской агиографии".

Ириней, архиепископ иркутский

(Нестерович, † в 1864 г.) — малоросс родом, воспитанник Киевской академии, ректор Кишиневской семинарии, с 1826 г. епископ пензенский, с 1831 г. архиепископ иркутский. Человек с принципами и мировоззрением Арсения Мацеевича, И. по прибытии в Иркутск явился энергичным защитником духовенства от произвола сибирских гражданских властей, чем навлек на себя неудовольствие самого генерал-губернатора Вост. Сибири Лавинского. Некоторые эксцентричности И. как в частной жизни, так и в официальной деятельности, подали повод его врагам провозгласить его умалишенным; в этом смысле Лавинским сделано было донесение в СПб. Не найдя защиты в своем начальстве, И. по резолюции имп. Николая, который дал полную веру донесению, был лишен кафедры, запрещен в священнослужении и сослан в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь. Впоследствии ему разрешено было архиерейское священнослужение и дан в управление ярославский Толгский монастырь. См. подлинное судное дело И. и ряд анекдотов и суждений о нем в "Русской старине" (1872 г., т. V; 1878 г., т. XXIII; 1879 г., т. XXIV); "Письма И. к Иннокентию, архиеп. Херсонскому" — в "Материалах для биографии Иннокентия" (изд. Н. И. Барсова, т. II); "Епархиальные ведом." ярославские и пензенские (1869), киевские и вологодские (1868 г.). Письма И. к Иннокентию, позднейшие объяснения его по своему делу, а особенно его "Инструкция миссионеру православия среди бурят" отнюдь не подтверждают того мнения о нем, какое выразил Лавинский, и не оправдывают сурового наказания, которому он подвергся.

Н. Б.

Ириней, архиепископ псковской

(Клементьевский, 1751-1818) — духовный писатель и проповедник. Сын священника, учился в московской Славяно-греко-латинской академии, был там же учителем и проповедником, позже игуменом в разных монастырях, проповедовал в придворной церкви в присутствии имп. Екатерины; с 1792 г. еписков тверской, с 1796 г. архиепископ псковской. Существует предание (встречаемое и в печатных рассказах о И.), будто имп. Павел сделал И. своим генерал-адъютантом, пожаловав ему и аксельбанты (что-то подобное изображается на его портретах поверх мантии), но документальными данными об И. это отнюдь не подтверждается. Проповеди И., изданные в 1791 и 1794 гг., отличаются некоторым пристрастием к иностранным словам и примерам из языческой истории, а также тонким психологическим анализом. И. изданы еще: в переводе с греческого — избранные беседы Златоуста (М., 1784), его же "Беседы на послания к коринфянам" (М., 1806) и "Беседы на послания к римлянам" (М., 1806); "Иустина философа разговор с Трифоном Иудеянином" (СПб., 1787), "Слова" Григория Богослова (М., 1798), Василия Селевкийского (М., 1802) и Петра Хризолога (М., 1794); собственные толкования на Послание к римлянам (М., 1787), на Послание к евреям (М., 1787), на псалмы (перед. толкований Беллярмина, М., 1791, 1807 и 1814 г.), на двенадцать малых пророков (СПб., 1804 и 1809), на пророка Даниила (СПб., 1816). Богословские трактаты: "О смерти, суде, о вечном блаженстве и вечных мучениях" (СПб., 1795); "О семи изречениях И. Христа со креста" (СПб., 1795), "Воздыхание голубицы, или о пользе слез" (перев. из Беллярмина, изд. 1793 г.), "Руководство к благочестивому житию" или, по др. заглавию, "О внутреннем доме, т. е. устроении своей совести" (СПб., 1796 и 1809). И. состоял членом росс. акд. и принимал деятельное участие в издании 5-й и составлении 6-й части акд. Словаря. См. Чередеев, "Списки твер. иерархов" (1859); Н. И. Григорович, "И., архиеп. Псковский" ("Русск. архив", 1869); М. И. Сухомлинов, "История Росс. акд." (т. I).

Н. Б.

Ириней, духовный писатель

(в миру Харисим Михайлович Орда) — епископ подольский и брацлавский; образование получил в киевской духовной академии. Его труды: "Руководство к последовательному чтению пророческих книг Ветхого Завета" (Киев, 1871), "Земная жизнь Господа Спасителя нашего И. Хр." (перев. с нем., изд. 4, Киев, 1874 и 1882), " Руководственное пособие к пониманию Псалтири" (Киев, 1882), "За веру и против неверия" (Киев, 1879).

Ириней, духовный писатель (дополнение к статье)

(в миру Харисим Михайлович Орда) — епископ екатеринбургский, затем орловский и севский; умер в 1904 г. Некрологи И. в "Церковном Вестнике" (1904, № 16) и "Церковных Ведомостях" (1904, № 16).

Ириней, епископ вологодский

(Братанович, † в 1796 г.) — известный проповедник. Воспитанник киевской академии, префект духовной академии московской, архимандрит Ростовского монастыря, с 1775 г. епископ вологодский; ввел в тамошней семинарии изучение языков не только греческого и еврейского, но и французского. Из проповедей его некоторые напечатаны в Ярославле, большая же часть (до 60) остается в рукописи, в библиотеке Московской акд.

Н. Б.

Ириней, епископ сирмийский

— епископ сирмийский, священномученик; подвизался среди дунайских славян, где мучителями брошен в реку Босвету, приток Савы. Память его 26 марта.

Ириней, епископ трирский

— приверженец еретика Нестория, сопровождал его на Ефесский собор в 431 г.; пробыл некоторое время в изгнании, в 444 г. назначен еписк. Тирским, но в 448 г. лишен сана по указу императора; написал не сохранившийся отчет о делах Ефесского собора.

Ириней, святой отец церкви

— святой отец церкви II в., малоазиатский грек (род. около 130 г.); около 160 г. послан Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию для проповеди христианства; с 177 г. был епископом Лионским. Скончался мученически во время гонения Септимия Севера, около 202 г. Сочинения И. имеют большое значение и особенный авторитет в истории христианских догматов по своей древности и особенно по причине близости его к Поликарпу, непосредственному ученику апостолов. Из них известны: "Послание к Флорину о единоначалии или о том, что Бог не есть виновник зла"; "Об осмерице" — о первых восьми эонах, которых еретик Валентин признавал источником всего сущего; "Послание к папе Виктору", по поводу ереси валентиниан; "Послание к нему же о времени празднования Пасхи"; "Против еллинов"; "О познании"; "Изложение проповеди апостольской" (т. е. главных пунктов христианской веры); "Книга разных рассуждений". Все эти сочинения не сохранились в целом виде и известны лишь по упоминаниям у древнейших историков и по отрывкам, найденным в разное время; некоторые из них изданы Питрой в его "Analecta sacra, spicilegio solismensi parata". В полном составе, хотя и не в греческом подлиннике, а в древнем, известном еще Тертуллиану, латинском переводе сохранилось главное, особенно важное для истории развития христианской мысли сочинение И. "Пять книг против ересей". Оно было издано в первый раз Эразмом Роттердамским, в 1526 г. Лучшие позднейшие издания с дополнениями, поправками и учеными примечаниями: Массюэта (в Венеции, 1712 г.), перепечатанное Минем в "Patrologia cursus completus ser. graeca" (т. VII, 1857 г.), Штирена (Лпц., 1853 г.) и лондонское — Гарвея (1857), в котором к прежнему тексту присоединены отрывки, находящиеся в найденных в 1852 г. "Философуменах" Ипполита. Литература о И. подробно указана и ересеологическое значение "книг против ересей" обследовано в сочинении А. М. Иванцова-Платонова "Ереси трех первых веков христианства" (М., 1877), а также в предисловии к русскому переводу сочинений И., изданному П. А. Преображенским (М., 1871 г.). Лучшие из сочинений об И., кроме предисловия в издании Массюэта: Stieren, "De Irenaei adversus haereses operis fontibus, indole, doctrina et dogmate" (Геттинг., 1836); Duncker, "Des heil. Irinaeus Christologie" (Геттинг., 1843); Lipsius, "Irinaeus und seine Zeit" (1873). Общий очерк его богословских воззрений в "Real-Encyclopaedie" Герцога (т. VII) и в "Православном собеседнике" (1874).

Н. Б.

Ириней, ученый богослов

(Фальковский, умер в 1823 г.) — ученый богослов. Обучался в Офенском университете и Киевской духовной академии, в которой затем преподавал арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие; с 1803 г. ректор Киевской акд., с 1807 г. епископ Чигиринский; в 1812 г. епископствовал в Смоленске, а затем опять был епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии. Из сочинений И. напечатаны: "Компендиум православного догматического Богословия" (на лат. яз., 1802 г.), долго служивший пособием во всех духовно-учебных заведениях России; толкование на Послание к римлянам, 1806 г., и на Послание к галатам, 1807 г.; два "Календаря" с приложением нескольких исторических статей (Киев, 1797); "Сокращение математик" и "Пасхалия" (Киев, 1797 г.); "Записки" о своей жизни (изд. 1862 г. в "Киевских епарх. ведомостях"); "Записки о Киевской акд." (некоторые извлечения из них — в соч. Аскоченского "Киев с его академией"). Кроме этих сочинений, в библиотеке киевской акд. хранится девяносто два тома рукописей И. В них содержатся: 1300 проповедей, множество речей и стихов на латинском языке, толкования на оба Послания к коринфянам и на оба Послания к солунянам, "Краткий церковный пролог", "Мартиролог", "Народный лечебник", каноническое сочинение "О степенях родства". В совершенстве зная языки латинский, греческий и еврейский, а также венгерский (на котором свободно писал), немецкий и французский, И. занимался еще философией, механикой, гидравликой, военными науками, филологией, в особенности астрономией, для чего имел правильно устроенную обсерваторию, сочинял псалмы, гимны, элегии, стихиры и тропари, дух. музыку. Основал при академии "Вольное пиитическое общество"; в качестве епископа Чигиринского регламентировал жизнь монашества в Киевской митрополии. Российское библейское общество избрало его своим вице-президентом, но он отказался от этого звания, находя само существование общества отдельно от церкви явлением ненормальным. См. Скворцов, "Хроника жизни преосвящ. Иринея" ("Киевск. епарх. ведом." 1861 г.) и Г. Булашева, "И. Фальковский" (Киев, 1883).

Н. Б.

Ирининский женский монастырь

— в городе Киеве; находился, как полагают, около св. Софии, близ Золотых ворот. Основан великим князем Ярославом в 1037 г. В 1240 г. разрушен Батыем.

Ириновская узкоколейная железная дорога

— соединяет город С.-Петербург с Борисовой Гривой, близ западного берега Ладожского озера (41 верста), а ветка ее идет к истоку Невы до ст. Шереметевки, против г. Шлиссельбурга (20 в.). И. жел. дор. выстроена акц. общ. и открыта в 1892 г. Стоимость постройки — 1324903 р.; из них 1027729 р. составляют основной капитал акционеров. Срок концессии — 1949 г. 21 станция, 5 платформ. В 35 в. от Петербурга с. Ириновка (С.-Петерб. губ., Шлиссельб. у.), при котором обширное торфяное болото (залежей торфа до 6 млн. куб. саж.); для эксплуатации его на ст. Торфяной (31 в.) устроен значительный брикетный завод (до 500000 пуд. в год), при конечной ст. Борисовой Гриве (41 в.) — химический зав. В 1901 г. по И. ж. д. провезено 510845 пассажиров и 7513189 пуд. грузов; от эксплуатации получено доходов 215875 р., израсходовано 180452 р.; чистой прибыли 35423 р.

Ирис

(Iris) — см. Касатик.

Ирисовое масло

(касатиковое, Ol. Iridis; Irisö l; Ess. d'Iris ou beurre de Violettes; Orris oil) — получается из трех видов многолетних трав, принадлежащих к семейству и роду касатиковых — Iris florentina, I. germanica и I. pallida. Первый вид содержит масло в большем количестве и лучшего запаха. Касатик встречается в южной и средней Европе на возвышенных сухих местах. Масло образуется в корневищах касатика только при медленном высыхании их. Свежие корневища масла не содержат; не получается оно и из корневищ, искусственно высушенных, подвергавшихся нагреванию выше 60°. Содержание масла в сухих корнях от 0,1 до 0,2 %. Собирать корневища следует двух-трехлетними; после выкапывания корни обмывают водой и затем в продолжение 14 дней, а иногда и дольше, сушат, разложив на деревянных щитах. Высушенные корневища могут быть сохраняемы или тотчас же поступать в завод эфирного масла. Сохраняются корневища как целиком, так и измельченными или даже растертыми в порошок. Для гонки самое лучшее измельчение их на кусочки величиной с горошину или на стружки. Масло выделяется почти исключительно перегонкой паровым способом. Оно довольно труднолетуче, и потому необходимо пускать очень сильную струю пара, лучше всего под давлением. Корневища И. масла содержат большое количество крахмала; чтобы предотвратить его вспучивание при перегонке, хорошо прибавлять в куб серной кислоты, превращающей часть крахмала в сахар. И. масло очень легко застывает, а потому при его получении употребляют обыкновенно холодильник, состоящий из более или менее длинной прямой трубки, охлаждаемой, да и то не сильно, водой только в верхней, ближайшей к кубу части. Темпер. плавл. И. масла 44° — 50°; оно слабо вращает плоск. поляр. вправо; имеет кислую реакцию. Коэффициент кислотности = 213—222; коэфф. обмыливания = 2—6. Главная составная часть масла — миристиновая кислота (85 %), не имеющая никакого запаха; затем, масло содержит от 10 до 15 % ирона (кетон состава C 13H20 O), обладающего фиалковым запахом, и незначительные количества метилово-миристинового эфира, олеиновой кислоты и ее ангидрида. Ирон представляет единственную ценную часть масла; количество его определяют, переводя миристиновую кислоту в калийную соль действием слабого водного раствора КНО и затем извлекая ирон эфиром. Очищают ирон переводом через соединение с фенилгидразином.

К. Дебу.

Ирит

(минерал) — смесь осьмистого иридия и хромистого железняка из платиновых россыпей Урала.

Иркештам

— укрепление Ошского уезда Ферганской области, на границе с китайскими владениями, построенное в 1885 г. на правом высоком берегу р. Кызыл-су (басс. Тарима) при впадении в нее р. Мальтабар, на выс. 8540 ф. над ур. моря. Запирая ущелья, по которым идет путь из Китайского (Восточного) Туркестана в Фергану (перевал Терек) и в долину Большого Алая (см. Заалайский хр.), И. имеет важное стратегическое значение. Он соединен колесной дорогой с укр. Гульча. Через И. в 1892 г. привезено из Китая товаров на 295585 р. (кожи, квасцы, шерсть, ковры и др.), а вывезено на 523102 р. (бум. ткани, краски, железо и др.).

Ирклеев

(по актам XVII в. Арклый, позже Ирклий, по народному произношению Вырклий) мст. Полтавской губ., Золотоношского у., при р. Ирклее, в 27 в. от у. гор. Основано в 1608 г., с правом "слободы" на 20 лет. В 1662 г. И. был сожжен, а в 1666, 1675 и 1679 г. подвергался ограблению татарами. Двор. 284, жит. 1438; 4 прв. црк., школа, 10 лвк., 12 ветр. мельниц.

Иркут

— река Иркутской губернии и округа, левый приток реки Ангары, берет начало на высоте 1875 м, или 6150 фт. над уровнем моря, под 51° 5' с. ш., из трех небольших озер: Ильчира, Тымелика и Сусырь, лежащих среди болот горного узла Нуку-Дабана и дающих начало трем ручьям, образующим после своего слияния реку Черный И., который течет первоначально на юг и соединяется у подножья Нуку-Дабана с р. Белым И., берущим начало, как кажется, в ледниках Мунко-Сардыка. По слиянии Черного и Белого И. река поворачивает на восток и сохраняет это направление в большей части своего извилистого течения до впадения в нее р. Быстрой, затем уклоняется к сев.-вост. и в этом направлении, пробежав около 400 вер., вливается двумя рукавами в р. Ангару против гор. Иркутска. По слиянии Черного и Белого И. река на протяжении 120 в. пролагает себе путь среди лесистых гор, в глубоком и узком каменном ущелье, стены которого состоят из гранитов, сиенитов и диоритов; в этом течении долину И. до Мондинского караула сопровождают крутые склоны Мунко-Сардыка и Тункинских альп, а затем, до села Шимок, относительно пологие скаты хребта Гурба-Дабана и лесистые предгорья Тункинских гор. Около селения Шимок долина И. расширяется, образуя Тункинскую котловину, тянущуюся вдоль по реке верст на 60, при ширине от 20-30 вер. Дно этой котловины покрыто наносами, а окаймляющие ее горы состоят из базальтов и старых лав. Между селениями Еловкой и Гужиром долина реки суживается Бычьими горами до 8 вер., затем переходит в Торскую котловину, имеющую до 22 в. дл. В том месте, где долина И. суживается, река прорывает себе путь среди гор, состоящих вначале из базальтов, а затем из гнейсов, и течет в диком ущелье среди отвесных скал. В этом ущелье находятся наибольшие пороги И.: Зяйман и Харабай-сын; последний при ширине в 15 саж. имеет до 50 саж. длины. Введенская котловина лежит уже в той части течения И., которая граничит с более низкими отрогами Хамар-Дабана и Тункинских гор. Все эти котловины представляют почву наносную и большие удобства для земледельческого населения. Введенская котловина, около деревни Максимовской, сливается с равниной, идущей по левому берегу р. Ангары и захватывающей устья р. И. На всем своем последнем течении И. имеет от 100 до 160 м ширины; в устьях ширина его около 168 м, глубина более 2 м, средняя скорость течения 0,44 м; при живом сечении реки в 271,6 кв. м воды протекает в секунду до 120,6 куб. м. Частые разливы реки наступают внезапно и особенно опасны в июле месяце. Вода Иркута мутна и имеет серо-зеленоватый цвет горных рек, питаемых ледниками. В долине И., между устьем р. Зактуя и горой Красный-яр, находятся минеральные источники, содержащие сероводородный газ. Река замерзает в конце октября, а вскрывается около 15 апреля. Вследствие частых мелей, перекатов и порогов И. несудоходен, но сплав плотов с лесом и хозяйственными произведениями производится от деревни Моты вниз по течению реки, вверх же по ней плавания нет. Иркут принимает из Саянского хребта много горных речек. Из правых притоков наиболее важны: pp. Tyран, Зангиссан, Хорбяты, Земчик, Зон-Мурин, Тибельта, Быстрая и Кая; а из левых Ухэ-Угун и Тунка. Ср. "Материалы для исследования землепользования и пр. Иркутской и Енисейской губ." (М., 1890) и см. В. Межов: "Сибирская библиография" (СПб., 1892).

Ф. Ш.

Иркутск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иркутская губерния

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иркутская губерния (дополнение к статье)

— По переписи 1897 г. в И. губернии 514267 жителей (274079 мжч. и 240188 жнщ.), что составляет 0,8 жителя на 1 кв. версту; по густоте населения она занимает 4-е место среди сибирских губерний и областей; гуще И. губ. населены Томская губ. (2,6 жит. на 1 кв. в.), Забайкальская обл. (1,3) и Тобольская г. (1,2). Распределение жит. И. губ. (по предварительному подсчету переписи) по отдельным округам (с 1898 г. преобразованным в уезды) см. "Россия". В городах И. г. живет 62795 чел. (32969 мжч. и 29773 жнщ.), из них в губ. г. Иркутске 51473 чел. Русских — 378 тыс., бурят — 109 т. (в уу. Балаганском, Иркутском и Верхоленском); остальные 27 т. — евреи, татары, поляки, тунгусы, якуты и др. Сибирская железная дорога пересекает И. губ. в южной ее части на протяжении 790 вер.

Иркутская епархия

— первоначально духовными делами города Иркутска ведали тобольские архиереи; в 1707 г. открыто в нем Тобольское викариатство, а в 1727 г. образована самостоятельная И. епархия из так назыв. иркутской десятины, в которой числилось при образовании епархии всего только 43 церкви. Во второй половине ХIХ в. учреждены в И. епархии 2 викариатства — Селенгинское и Киренское.

Иркутская епархия (дополнение к статье)

— За воспоследовавшим в 1894 г. образованием забайкальской епархии, иркутский архиепископ именуется иркутским и верхоленским. Викариатство киренское учреждено в 1883 г. Православного населения в епархии 355443, приходов 168, церквей 256, часовен 176. Библиотеки при всех приходских церквах; церковно-приходских попечительств 80. Церковных школ (сведения за 1901 г.) 230, учащихся в них 6861, в том числе 4668 мальчиков. В Иркутске Духовная семинария и Духовное училище, в предместье г. Иркутска, Знаменском — Женское духовное училище.

Иркутские Губернские Ведомости

— выходят с 1857 г., еженедельно. С 1889 г. редактор И. Шостин.

Иркутские Епархиальные Ведомости

— издается еженедельно, с "Прибавлениями", с 1863 г. Редактор с 1888 г. прот. Виноградов.

Иркутский 50-й драгунский полк

— сформирован в 1895 г. Знаки отличия: 7 серебряных труб за отличие при Кулевче 30 мая 1899 г. (пожалованы бывшему Иркутскому гусарскому полку).

Иркутский 93-й пехотный полк

Е. И. В. великого князя Георгия Александровича — сформирован в 1863 г., из частей Староингерманландского полка. Старшинство его считается с 17 мая 1797 г. Знаки отличия: 1) поход за военные отличия; 2) две серебряные трубы; 3) знаки на шашки за войны 1831 и 1877-78 гг.

Иркутский солеваренный завод

(Усолье) — Иркутской губернии и округа, на левом берегу реки Ангары, в 68 верстах от города Иркутска. 3988 жителей (1892), занимающихся, кроме земледелия и работ на заводе, извозом, лесным промыслом и огородничеством. 2 црк., часовня, 2 училища, богадельня, 18 лавок, 9 питейных заведений, 2 водяные мельницы, 9 кузниц, фабрика безопасных спичек, кожевенный завод. Солеваренный завод до 1764 г. принадлежал Иркутскому Вознесенскому м-рю, а затем поступил в казну и в настоящем своем виде устроен в 1823 г. В последние годы сдается в аренду. Соль добывается из ключей, большая часть которых находится на о-ве Варничном; на ключах вырыты колодцы, до 3 саж. глубины; всех их девять. Среднее содержание соли в рассолах 7%; самый богатый, Петропавловский ключ, содержит около 12%. Всех варниц 13, на которых выварено соли в 1889 г. 231000 пудов. Соль отправляется сплавом по реке Ангаре на золотые прииски Енисейской губ., а отчасти идет в Забайкалье и в Амурскую и Приамурскую области. Близ завода залежи извести.

Ирланд

— см. Хлопчатобумажные ткани.

Ирландия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ирландия (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ирландский мох

(водоросль Sphaeerococcus crispas Ag. = Chondrus crispus Lgb.) — см. Караген.

Ирландский язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ирландско-римская баня

— см. Баня.

Ирландское море

— часть Атлантического океана, между 51° 40' — 54° 30' с. ш. и 3° — 6° з. д.; граничит к С. Шотландией, к З. — Ирландией, к Ю. — Валлисом и к В. — Англией. На Ю.З. переходит в канал св. Георгия, на С. — в Сев. канал и через них соединяется с океаном. В нем острова: Ман, Энгльси, Холихэд и др.

Ирлом

(Ричард Earlom, 1743-1822) — английский гравер, ученик Чиприани. Он первый стал применять работу иглой к гравированию черной манерой, через что достиг в своих эстампах небывалых до того времени силы и отчетливости. Можно указать на сборник его гравюр с оригинальных рисунков Клода Лоррена ("Liber veritatis", Л., 1799, 200 листов). Лучшими его произведениями можно признать цветы и плоды с оригиналов Гейзума и ван Оса, лавки, дачи и пр. с картин Фр. Снейдерса, красующихся ныне в Импер. Эрмитаже, "Давида и Вирсавию" с А. в. д. Верфа, портреты герц. Аремберга (с Ван-Дейка), Рубенса и его жены (с Рубенса) и Рембрандта и его жены (с Рембрандта). Кроме того, им воспроизведено много других картин Рубенса, Ван-Дейка и Рембрандта, а также М. де Воса, Экгоута, Кв. Массейса, Корреджо и пр. Вессели издал каталог всех известных работ И. (Гамбург, 1889 г.).

А. Н-в.

Ирмилик

(Iirmilik) — турецкая монета, см. Пиастр.

Ирмин

— древнегерманское прозвание общего нескольким племенам бога, в котором видят обыкновенно бога войны Циу или Тира (Туr). Созвездие Большой медведицы называлось колесницей И. Как составная часть слово И. входит в некоторые древнегерманские собственные имена, напр. Ermanerich, Ermrich и др.

Ирминсуль

(Irminsuli, Irminsû l) — так назывался у древних саксонцев посвященный их богу Ирмину столб из дерева, может быть, представлявший собой статую. Один И. находился в священной роще у Эресберга в Вестфалии, где в 772 г. он был разрушен Карлом Великим, другой на р. Унштрут, в Тюрингии. В И. видят изображение мирового ясеня Игдразил (см.).

Ирмиш

(Иоганн Фридрих Тило Irmisch) — немецкий ботаник (1816-1879). B университете в Галле изучал богословие и философию, но с особенной страстью предавался изучению ботаники; в 1844 г. назначен учителем гимназии в Зондерсгаузене, своей родине, где служил до самой своей смерти. В своих многочисленных работах И. касался разнообразных морфологических вопросов, причем следовал направлению Шимпера и Брауна. Первый его труд, обративший на него внимание ботаников, озаглавлен "Zur Morphologie der monocotyledonischen Knollen— und Zwiebelgew ä chse" (Б., 1850); в этой paботе, не утратившей значения и по настоящее время, изложено развитие побегов, образование клубней и луковиц в связи с жизненными особенностями этих растений. И. изучал преимущественно растения туземные. Важнейшие его труды, кроме указанного, следующие: "Beitr ä ge zur Biologie und Morphologie der Orchideen" (Лпц., 1853, с 6 табл.); "Beitr äg e zur Vergleichenden Morphologie der Pflanzen" (Галле, 1854-1863, с 13 табл.); "Beitr äge zur Morphologie der monokotylischen Gewä chse" (Лпц., 1860, с 12 табл.); " Ü eber einige Botaniker des XVI Jahrhunderts etc.", 1862). Кроме того, И. приготовил рукопись о развитии побегов для "Handbuch der Physiologischen Botanik" Гофмейстера, Де Бари и И. Сакса. С 1863 г. И. редактировал газету "Sondersh äuser Regierungsblatt".

С. Р.

Ирмологий

— богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе те молитвы, которые назначаются для пения (а не для чтения) при богослужении: ирмосы, все песнопения литургий, так назыв. Богородичны или догматики, тропари воскресные, об усопших, песнопения утрени, прокимны, стихи особые на праздники Господни и Богородичные, песни св. Писания, которые поются перед каноном и др. От И. простого отличается И. нотный, в котором содержатся лишь ирмосы и припевы 9-й песни канонов, но с нотами для пения по особой, усвоенной церковью с древних времен нотной системе.

H. В.

К старинным печатным изданиям относится И., изданный в 1700 г. во Львове трудами иноков обители св. Георгия. Ноты в нем линейные, наборные. В Москве позднее издан И. нотного пения, напечатанный московской синодальной типографией. В нем мелодии всех ирмосов написаны знаменным распевом (см.).

H. C.

Ирмос

(Έίρμως — связь) — название богослужебной песни, входящей в состав утреннего канона (см.) и служащей в нем связью между песнями св. Писания и тропарями (см.). Обыкновенно И. находится в каноне перед первым тропарем каждой из песен канона.

Ирнoe масло

(Ol. Calami; Calmusö l; Ess. de Calamus; Calamus oil) — получается из многолетней травы Accrus Calamus из сем. аройниковых. Растение это произрастает по всей Европе по берегам рек, озер и прудов и легко культивируется на болотистых почвах. Масло содержится в корневищах. Корневища выкапывают поздним летом или осенью промывают от земли, обрезают корни и высушивают, но не на солнце. Перед самым помещением в куб (масло добывается исключительно гонкой водяной или паровой) корни несколько размельчаются и за 10—12 часов до начала гонки смачиваются водой. Можно гнать масло одинаково хорошо и из свежих корней. Содержание масла в высушенных корнях составляет 1,5—3,5 %. Уд. вес масла 0,96—0,98; вращение плоск. поляр. от 4—12° до 4—35°; темп. кип. 170° — 300°; коэфф. обмыливания 16—20; коэфф. обмыливания ацетилированного масла = 40—50. Состав масла совершенно не изучен. Лучшим признаком чистоты И. масла служат физические свойства (вся их совокупность), а также свойство чистого И. масла после продолжительного нагревания при 150° нацело растворяться в спиртовой щелочи. В продаже встречается иногда японское И. масло; по запаху оно несколько хуже европейского; отличается большей растворимостью в разведенном спирте. Применяется И. масло главным образом в ликерном деле.

К. Дебу.

Ирнерий

(Irnerius) — первый из глоссаторов (см.); был профессором права в Болонье, в начале ХII столетия.

Ирод Аттик

— см. Аттик (Тиберий Клавдий).

Ирод, иудейские цари

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иродиада

— внучка Ирода Великого от его сына Аристовула. С ее именем связывается история смерти Иоанна Крестителя. Она была замужем за дядей своим Филиппом и имела уже от него взрослую дочь Саломию, но увлеклась преступной связью с братом его, Иродом Антипой. Эта преступная связь произвела на всех тяжелое впечатление; народ глухо роптал, но не смел высказать своих чувств. Тогда мстителем за поруганный нравственный закон выступил Иоанн Креститель, который, наподобие своего первообраза Илии, смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Это разъярило И., и она добилась того, что голова "величайшего из рожденных женами" пала под мечом палача (см. Ев. Матфея XIV, 1-12; Марка VI, 14-29; Луки IX, 7-9). Своими интригами И. навлекла бедствие на Ирода Антипу и была сослана вместе с ним в Галлию, где и умерла. См. "Библейскую историю Н. З." А. П. Лопухина (гл. XXVI).

А. Л.

Иродиане

— упоминаемая в евангелиях партия, враждебно относившаяся к И. Христу (Марк. III, 6; XII, 13; Матф. XX, 16). Судя по ее действиям, можно думать, что к ней принадлежали приверженцы ненавистного иудеям Иродова дома, сторонники политической зависимости от Рима. Именно они предлагали Христу коварный вопрос: можно ли платить дань кесарю? Христос предостерегал своих учеников от И. наравне с фарисеями и саддукеями.

А. Л.

Иродион Кожух

— дьяк митроп. всероссийского Феодосия, сочинил два сказания: о чуде, совершившемся в 1460 г. от мощей преп. Варлаама Хутынского над умершим отроком, и о трусе, бывшем "в земли нашей" 14 июня того же года; в рукописях первое сказание иногда без имени автора. Ср. П. Строев: "Библиологический словарь" ("Сборн. Акад. наук", т. XXIX, стр. 118).

Иродион, апостол

— один из 70 апостолов, родственник апостола Павла, который упоминает о нем в своем послании к римлянам (Рим. XVI, 11). По преданию, он был епископом в Патрасе и потерпел мученичество при Нероне, вместе с ап. Петром и Павлом. Это распространенное впоследствии христианское имя, вероятно, происходит от Ирода, подобно тому, как имя Кесарий — от слова кесарь.

А. Л.

Иродион, архиепископ черниговский

(Жураковский, умер в 1735 г.) — архиепископ черниговский. Интересны его грамоты и письма к гетману на малорусском языке, большей частью с жалобами на притеснения духовенства. В них много любопытных подробностей о нравах и обычаях того времени и ценных сведений о состоянии школьного дела в Малороссии.

Иродион, игумен

— игумен; ученик и преемник по настоятельству преподобного Александра Свирского; по поручению архиепископа новгородского Феодосия и просьбе братии в 1545 г. составил житие своего учителя. Житие написано по личным воспоминаниям, слогом простым, без витиеватых украшений. Оно вошло в Макариевские Минеи и часто встречается в рукописях. И., по всей вероятности, принадлежит и служба св. Александру. Житие и служба напеч. в "Описании Ал.-Св. монастыря" (М., 1848).

Иродион, иконописец

— иконописец; род. во 2-й половине XVII в.; сочинил службу образу Тихвинской Божьей Матери, о котором был собор в Москве в январе 1686 г. В Тихвинском м-ре есть рукопись со множеством раскрашенных рисунков, содержащая службу и чудеса Тихвинской Божьей Матери и писанная И. Ср. П. Строев: "Библиологический словарь" (стр. 118-1 19).

Иродион, преподобный илоезерский

— в нескольких верстах от Белозерска основал монастырь на острове озера Ило (Озадского Илоезера), где и почивают под спудом его мощи; преставился 28 сентября 1541 года. Краткое известие об Иродионе в XVII веке было написано по поводу церковного расследования о жизни и чудесах его, произведенного в 1653 г. архм. Кириллова-Белозерского мон-ря Митрофаном (1652-60). Ср. "Историю российской иерархии", архм. Амвросия (М., 1812, ч. IV, 290-92); "Источники русской агиографии" (СПб., 1882, столб. 225-26).

Иродионов

(Петр) — священник в городе Торопце, известен как автор книги "Исторические известия, до г. Торопца и его округа касающиеся" (СПб., 1777, 2 изд. 1788).

Иройское дацанство

— Верхнеудинского округа Забайкальской области, ведомства Селенгинской степной думы, состоит из 11 улусов бурят ламайской веры, кочующих по pp. Иро, Темнике, Урме и по возвышенности Бурия-xaн. Местопребывание дацана находится в улусе Шильбе, при рч. Иро. В дацанстве насчитывается 3 1 20 д.

Ирокезы

(франц. Iroquois) — по туземному названию Годепозауни, т. е. "народ длинного дома": общее название группы более или менее близких по языку, некогда могущественных и влиятельных индейских племен сев.-вост. Америки. И. делятся на две группы: так наз. пять (шесть) наций, как их называли англичане, и вейандоты, или гуроны (см.), соединенные с аттивандаронами, или нейтральной нацией. И. в собственном смысле жили на Ю. от р. св. Лаврентия и оз. Онтарио и распространялись от Гудзона до верховьев р. Алеганни и оз. Эри. Далее всего к В., на оз. Lake George и Leake Champlain, жили могавки, или каниенга. За ними следовали онейда, затем онондага, каюга и сенека, или сенонтована. Политическая конфедерация, которую они составляли, приписывая ее основание легендарному главе каниенга Гиавате, уже до прибытия европейцев была очень могущественна. И. были искуснее в битвах, чем их соседи, и в земледелии, приготовлении оружия и друг. искусствах также стояли довольно высоко. От европейцев они вскоре переняли употребление ружей и стали принимать заметное участие в войнах между англичанами и французами. В 1714 и 1715 г. к конфедерации присоединены были и остатки племени тускарора. Американский языковед Hale в новейшее время доказал тождество языка И. с языком чероки на Ю. В настоящее время И. живут разбросанно в Нью-Йорке, Пенсильвании, Висконсине, территории индейцев и в Канаде, в особых уделах (reservations); в штате Нью-Йорк этих уделов 9, с 5239 душ (1890). Общее число И. (1890) 15870, в том числе в Соед. Штатах — 7387. Тускарора — христиане, прочие большей частью язычники. Социальный строй И. исследовал П. Морган. Ср. Schoolcraft, "Notes on the Iroquois" (Нью-Йорк, 1846); Cusick, "Sketches of ancient history of the six nations" (Мюйстоун, 1825, и Локпорт, 1 8 48); Horatio Hale, "The Iroquois Book of rites" (Филадельфия, 1883); Donaldson, "The six nations of New-York" (Вашингтон, 1892).

Ирокой

(Iroquois) или Пикаминк — река в Северной Америке. Берет начало в штате Индиана, орошает Иллинойс, где и впадает в р. Канкаки, пройдя путь в 312 км.

Ирон

— см. Фиалковое масло.

Ирония

— оборот речи, основанный на способе мышления, противоположном идеализации, которая видит действительный мир в свете идеи (в субъективной окраске). И. смотрит на вещи с той стороны, с которой они представляются нам в отрицательных чертах, не соответствующих тому, что по внутреннему субъективному идеалу они должны были бы представлять; ироническое выражение подчеркивает несоответствие кажущегося с действительно существующим, прилагая к первому определения (эпитеты) последнего. Само слово И. — греческое, собственно означающее "притворство", — получило нынешнее свое значение благодаря Сократу, часто пользовавшемуся И. для уличения собеседника (И. Сократа, είρωνεία Σωκράτους). По способу пользования И. можно отличать И. наивно-добродушную, какую мы находим в иных хорах Аристофана, в речах некоторых женских персонажей Шекспира и в большинстве случаев у Сократа. Другой вид И. — злостный, не брезгающий никакими средствами, к которому во франц. языке применяется термин pe r siflage; такая И. встречается, напр., в "Разговорах богов" Лукиана, местами у Вольтера и у Гейне. Гегель порицал И., как миросозерцание, порожденное произволом и тщеславием субъективного я. Особый культ И. проповедовал Фр. Шлегель, который видел в ней подъем гениального индивидуума над пошлым.

Ироны

— см. Осетины.

Ирпень

(река) — правый приток Днепра, начинается близ села Яроновичи Сквирского уезда Киевской губернии, течет по низменной местности, в широкой долине с сенокосными лугами, окруженными сосновым лесом, через Сквирский, Васильковский и Киевский уезды, в верхнем течении по гранитной почве, питая много сахарных заводов и несколько городов; впадает в Днепр у с. Борки, верстах в 40 выше Киева. Длина течения около 140 в., ширина от 1 до 15 саж., при устье до 50 саж. Во время половодья, совпадающего с разливом Днепра, ширина И. доходит местами до 1 1/2 в. Глубина от 1 до 7 фт., местами более 2 саж. Скорость течения обыкновенно незначительная, но в полую воду И. часто сносит запруды и плотины. Вскрытие и замерзание одновременно с Днепром. От с. Игнатовки до с. Демидова сопровождается значит. болотами. Вблизи с. Гуровщины, на Киево-Брестском шоссе, у шлагбаума, на И. находится большой мост, а у д. Мостищ, у с. Гостомля, у д. Гуты и у с. Демидово — постоянные паромы. Рыбы много: сомы (до 1 саж. дл.), щуки (до 3 1/2 фт.), миноги и др.

П. Т.

Иррадиация

— явление, принадлежащее к разряду иллюзий зрения (см.) и заключающееся в том, что светлые предметы, ярко выделяющиеся на темном фоне, кажутся нам больше своей действительной величины. Так, на фиг. белый квадрат на черном фоне кажется нам больше равновеликого ему черного квадрата на белом фоне.

Иррадиация

По той же причине узкие щели и отверстия, сквозь которые бьет солнечный свет, кажутся нам всегда шире, чем они в действительности. Светлая часть лунного диска представляется большего диаметра, чем соответствующая ей слабо освещенная темная часть диска и т. д. Благодаря И. близко лежащие друг к другу на темном фоне светлые поверхности кажутся сливающимися и ограниченные темным экраном светящиеся поверхности кажутся переходящими за края экрана (легко наблюдается, если поместить перед глазом линейку так, чтобы она наполовину закрывала пламя свечи, на которую смотрим). Явление И. известно было еще древним астрономам; в средние века изучением его занимались Кеплер, Галилей, Гассенди, в нашем столетии главным образом Мюллер, Плато и Гельмгольц. Наблюдения этих последних ученых привели к следующим выводам: 1) И. резче при неполной аккомодации глаза на рассматриваемый предмет, но заметна и при полной аккомодации; 2) интенсивность И. растет с яркостью освещения, но не пропорционально ей, а медленнее, приближаясь к некоторой постоянной наибольшей величине, зависящей от индивидуальности наблюдателя; 3) у большинства лиц И. по вертикальному направлению больше, чем по горизонтальному (квадрат кажется вытянутым вверх, см. фиг.); 4) собирающие стекла уменьшают И., рассеивающие увеличивают. Для объяснения явления И. предложены были две теории: одна данная Плато (183 8), другая высказанная еще Кеплером (1664) и разработанная Гельмгольцем (1867). Плато предполагает, что раздраженное светом нервное волокно вызывает сочувственное раздражение в близких ему соседних волокнах, что возбуждает в них тоже чувство света и расширяет поле светового ощущения. Гельмгольц причину И. приписывает кругам рассеивания (см. Зрение), получающимся от изображения точки в глазу даже при полной аккомодации; размеры кругов рассеивания расширяют поле светового ощущения. Теория Гельмгольца достаточно удовлетворительно объясняет все явления И. Литературу работ по И. и изложение теории см. H. v. Helmholtz: "Handbuch der Physiologischen Optik".

А. Г.

Иррационализм

— в метафизике — воззрение, полагающее в основу мира неразумное, слепое начало, как, например, "случай" древних материалистов или безумная "воля к жизни" у Шопенгауэра. В учении о познании характер И. принадлежит в особенности английской психологической школе, которая все истины разума, даже математические, считает продуктом случайных опытов и фактической ассоциации представлений (см. Милль).

Вл. С.

Иррациональное число

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иррегулярные войска

- войска, не имеющие правильного военного устройства и не проходящие курса правильного военного обучения и воспитания. До семидесятых годов текущего столетия к И. войскам причислялись в России казаки. Ныне казаки составляют особую категорию войск казачьих, а к И. относятся только милиции, выставляемые населением некоторых племен на Кавказе и в Закаспийской обл. Милиционные части суть: дагестанский конный полк, кубанская, терская, дагестанская, карсская и батумская милиции и туркестанский конно-И. дивизион. Все они несут преимущественно местную службу и не имеют постоянной и однообразной организации. Главное отличие милиций от войск регулярных и казачьих состоит в том, что они комплектуются из лиц, не обязанных службой, а поступающих в нее добровольно. К И. войскам должно быть причислено и государственное ополчение (см. Ополчение).

К.-К.

Ирредентисты

(итал. Itаliа irredenta, т. е. неосвобожденная Италия) — итал. политическая партия, требующая присоединения к Италии всех находящихся под чужеземным владычеством областей, население которых говорит на итал. языке. К таким областям И. причисляют: Южный Тироль, Герц, Триест, Истрию, Далмацию (хотя в этой бывшей венецианской провинции только городское население говорит по-итальянски), кантон Тессин, Ниццу, Корсику, Мальту. Особенно оживленный характер приняла агитация И. в 1878 г., когда Берлинский конгресс при распределении земель совершенно оставил в стороне Италию. 21 июля 1878 г. состоялся в Риме, под председательством Менотти Гарибальди, митинг, потребовавший присоединения к Италии Триеста и Триента, а также других земель. Министерства Кайроли и Депретиса не противодействовали этому движению, направленному, главным образом, против Австрии. В 1881 г. Менотти Гарибальди заявил правительству, что его партия решила организовать 100 батальонов волонтеров, и просил об официальном установлении формы для волонтеров; военному министру стоило много труда убедить правительство воспретить образование таких батальонов. Некоторые члены партии И. решились убить австрийского императора Франца Иосифа, который 17 августа 1882 г. прибыл в Триест. Подготовлены были два покушения, но оба были своевременно открыты и предотвращены. Виновник одного из них, дезертир Оберданк, был арестован и повешен; другой, аптекарь Рагоза, бежал и был арестован на итальянской территории, но судом присяжных в Удине оправдан. Итальянское правительство приступило затем к более решительным мерам против И., особенно с начала 1883 г., когда оно решилось присоединиться к Австро-Германскому союзу. В марте 1883 г. министр Манчини самым резким образом высказался против И., причем заявил, что эта партия заботится не столько о присоединении Триеста и Триента, сколько о ниспровержении монархии. Тем не менее И., опираясь главным образом на римскую чернь, нередко создают затруднения для итальянского правительства. Ср. брошюру бывшего военного агента при австрийском посольстве в Риме Haymerle: "Italiсае res" (Вена, 1879).

Ирригация

— см. Орошение.

Иртек

— река, правый приток Урала, получающий начало, как и его многочисленные мелкие притоки, на юго-восточных склонах Общего Сырта. Это наиболее важная река сев.-вост. части Земли Уральского казачьего войска (европ. часть Уральской обл.); верхнее течение его орошает так наз. "приобщинскую" местность, по среднему имеются в изобилии лес и тучные луга; по И. и притокам расположено много поселков, хуторов и водяных мельниц.

Н. Б-н.

Иртыш

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иртыш, превращающийся в Ипокрену

— первый орган периодической печати в Сибири; выходил в Тобольске, ежемесячно, с сент. 1789 по 1791 г. В 1790 г. журнал издавался только первые 8 месяцев. Средства на его издание давал Тобольский приказ общественного призрения, а редакция журнала была возложена на учителей Тобольского главного народного училища, которые в то же время являлись и главными сотрудниками журнала. Несколькими речами, прославляющими деяния Екатерины II, и еще немногими малосодержательными пьесами исчерпывается вся оригинальная проза журнала. Помещались в И. и переводные статьи (с лат., нем., франц. и персидского языков) разнообразного содержания. Богаче по содержанию и по количеству пьес был отдел поэтических произведений. Наиболее даровитым и деятельным сотрудником журнала был П. П. Сумароков; участвовали еще Наталья Панкратьевна Сумарокова, И. Бахтин, Лафинов, Прудковский, Мамин, Михаил Пушкин и друг. Журнал успеха не имел. Несмотря на почти принудительную подписку, в 1789 -90 гг. И. расходился в количестве 186 экземпляров, а в 1791 г. — только в 106 экз. См. А. И. Дмитриев-Мамонов, "Начало печати в Сибири" (Омск, 1891), и А. Н. Неустроев, "Исторические разыскания o русск. поврем. изданиях и сб." (СПб., 1875).

Иртяш

— озеро в Пермской губернии, в Екатеринбургском уезде, между заводами Косменским и Кыштымским. Славится обилием рыбы и птицы и красотой местоположения.

Ирун

(Irún, Yrú n) — город в испанской провинции Гвипускоа, населенный басками, в 1 км от франц. границы; 9264 жит.; таможня, кирпичные и кожевенные заводы; в окрестностях добывается железо. В ноябре 1874 г. карлисты осадили и в течение трех дней бомбардировали И., но безуспешно.

Ирша

— левый приток реки Тетерева, начинается в Житомирском уезде Волынской губернии, впадает в реку Тетерев в Радомысльском уезде Киевской губернии, близ села Зарудье. Длина течения около 120 вер. В верхнем своем течении обнажает кристаллические породы, из которых наиболее замечательны габбро, или лабрадорит (у сел Ягоденки, Горошки и др.), и гранит-рапакиви (у местечка Малина).

П. Т.

Иршик

(Магда Irsc hik) — выдающаяся немецкая актриса на трагических ролях. Род. в 1853 г., начала свою карьеру в Гамбурге и Кельне, а в 70-х гг. заняла первенствующее место в Мюнхене. Неудачная антреприза в Америке (в 80-х гг.) выбила ее из артистической колеи.

Ирюнгостях

— это название носят: а) горы Якутской области, Верхоянского округа, идущие между Абеляхской (Добеляхской) и Омуляхской губами; эти горы довольно круты и достигают до 2100 фт. над пов. океана. б) Протекающая среди этих гор р. И., впадающая в Обеляхскую губу; на реке водится много белых гусей.

Ф. Ш.

Ирян-харбут

— наименование восточной части хребта Боро-Хоро, который тянется под различными названиями (Беджин-тау, Талки и др.) от истоков Бороталы до горного узла Дос-Меген-ора и служит водоразделом Илийскому и Джунгарскому бассейнам. Хребет этот не имеет на З. вечноснеговых вершин, но к В. от Ачальского пер., в особенности же у истоков р. Каша, он уже переходит за снеговую линию. Южный склон хр. в долине р. Или спускается несколькими уступами; последний резко очерченный уступ упирается в дорогу из Мазара к разв. стар. Борохуджра; переходя за дорогу, понижение идет постепенным слабым склоном до полосы песчаных барханов, окаймляющих правый берег Или. Нижние скаты отрогов покрыты прекрасной травой; на их предгорьях хлеб родится без полива; в ущельях есть лес и сенокосы. Вообще южн. склон хребта хорошо орошен; в нем берут начало многочисленные речки, которые частью доходят до р. Или и его притока Каша, частью же теряются по выходе в долину. Кроме того, в горах немало ключей. Еще богаче орошены сев. склоны хребта; только горные отроги (Кыз-имчак, Хар-хошун и др.), обрывающиеся в котловину оз. Эби-нор, пустынны, скалисты и почти вовсе лишены растительности; но в более высоких зонах и повсюду далее на В. эти горы богаты лесами (преимущ. ель) и великолепными пастбищами. Большинство речек, вырвавшись бурными потоками из тесных объятий, в которых их сжимают недоступные, поросшие ельником скалы, миновав вслед за тем и широкий пояс конгломератных толщ (аллювий), по которым они пробегают в узких и глубоких каньонах, и выйдя, наконец, на простор, несколько ниже, а то и выше Северного Большого пути (Бэй-лу), разбиваются вскоре на рукава и притоки, вода которых тут же вбирается почвой бугристых песков Южн. Джунгарии. Таково происхождение всех этих непроходимых тростниковых займищ, среди которых отдельными о-вами растут эфратский тополь, джигда (Eleagnus), узколистая ива, гребенщик, изредка карагач и многие кустарники. Таким образом, немногие из речек, идущих из сев. склона И.-харбута, успевают соединиться в более крупные реки (Джин-хо, Эптэ, Джиргалты, Кийтын, Манас), да и то последние добегают до своих естественных резервуаров — озер тощими ручейками. Перевалов через этот хребет, в особенности в средней его части, довольно много, но разработанных только два: Талки и Ачал; остальные не более как еле доступные тропинки. О минеральных богатствах хребта см. Джунгария и Илийский край.

Г. Е. Гр.-Гржимайло.

Ис

— большая река в Пермской губернии, в Верхотурском уезде, имеющая около 100 верст течения, левый приток реки Туры. В И. впадают: справа Косья, а слева — Лабазка.

Иса

— речка в Пермской губернии, в Верхотурском уезде, левый приток реки Солды, впадающей в Тагил.

Иса-су

— химически еще не исследованный богатый минеральной водой источник в Дагестанской обл.

Исаак I Комнен

— визант. ипмератор, сын Мануила Эротика Комнена, приближенного имп. Василия II; вследствие брака с Екатериной, дочерью последнего болгарского царя Владислава (1018), приобрел огромные богатства. Подозрительная имп. Феодора отняла у него управление Азией, но после ее смерти землевладельческая аристократия выставила его антиимператором во время своего возмущения против преемника Феодоры, Михаила VI Стратиотика. Провозглашенный в 1057 г. императором, И. после победы при Никее принудил Михаила VI отречься от престола. Он энергично принялся искоренять упрочившиеся в течение 30 лет злоупотребления, но уже в 1059 г. заболел и назначил себе преемником Константина (X) Дуку. Два года спустя умер монахом.

Исаак II Ангел

— визант. император, родом из греч. аристократии. Внук Константина Ангела и дочери Алексея I Комнена; в начале 1185 г. выступил против жестокого узурпатора Андроника Комнена, был побежден, но, как неопасный соперник, пощажен победителем. В сентябре 1185 г., когда один из полицейских агентов Андроника хотел арестовать Исаака, тот убил его, спасся бегством в церковь св. Софии в Константинополе и здесь, во время народного восстания, провозглашен был императором. И. допустил чернь столицы умертвить Андроника. Полководец Алексей Бронас, который разбил сицилийских норманнов, пробравшихся во Фракию, а затем сам произвел восстание, был усмирен маркграфом Конрадом Монферратским (1187). Невероятная тяжесть налогов повлекла за собой отпадение Валахии и Болгарии, которые Византии не удалось уже более подчинить себе. Вследствие своей неспособности И. был свергнут заговорщиками с престола (1195), который занял брат его Алексей IV; последний велел ослепить И. и держать в заключении. Когда во время нападения крестоносцев Алексей IV покинул столицу, И. вместе с сыном, Алексеем V, был снова возведен на престол (1203), но через год Алексей Дука захватил власть в свои руки. И. умер в 1204 г.

Исаак Антиохийский

пресвитер антиохийской церкви (умер около 460 г.), автор стихотворений, в которых воспевались разрушение Антиохии землетрясением 459 г. и нaшествия гуннов, персов и арабов. Стихотворения эти очень длинны и утомительны своим однообразием и повторениями. Часть их издана Биккелем, в "Ausgew ählte Gedichte d. syr. Kirchenvä ter" (Кемитен, 1872).

Предыдущая страница Следующая страница