Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "И" (часть 24, Иоа - Ион)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "И" (часть 24, Иоа - Ион)

Предыдущая страница Следующая страница

Иоасаф I

— четвертый патриарх московский и всея Руси (1634—1640), преемник Филарета, был прежде архиепископом Пскова, где, за защиту прав города против притязаний немецких торговцев, у него на некоторое время отняты были патриархом "благословение и служба". Одним из первых его дел в качестве патриарха было жестокое наказание архиепископа суздальского Иосифа Курцевича, киевлянина по происхождению, за его недостойное сана поведение в епархии. В 1 6 36 г. им издана обширная "память" поповским старостам о прекращении разных нестроений, допускавшихся при богослужении и в жизни духовенства. Для прекращения споров о местах между иерархами И. издал "Лествицу властям", в которой указывается, в каком порядке епископы, а за ними и архимандриты, должны занимать места при богослужении и на соборах. При И. энергически продолжалось исправление и издание богослужебных книг, которых им напечатано 23 названия.

Н. Б.

Иоасаф II

— седьмой русский патриарх (1667—1672), преемник Никона. При нем состоялось окончательное отделение от церкви старообрядцев и образовался раскол. На московском соборе, открытом 13 мая 1668 г., в присутствии патриархов александрийского и антиохийского, безусловно одобрено исправление книг, совершенное патриархом Никоном, и произнесена анафема на неповинующихся церкви. При И. издано первое полемическое сочинение против раскольников: "Жезл правления". Священников, которые продолжали совершать литургию по старому и вообще придерживались дониконовских обрядов, патриарх лишал мест. В особом сочинении, разосланном всем священникам ("Глас к священноначальникам"), он объяснял подробно смысл постановлений собора о старых обрядах. Заботясь о правильном иконописании, он издал "Выписку от бож. писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оные" (М., 1668). В напечатанном им при "Служебнике" "соборном свитке" исчислен ряд постановлений москов. собора 1667 г. При нем же изданы два катехизиса Симеона Полоцкого и стараниями этого ученого восстановлена живая устная проповедь в церквах.

H. Б.

Иоасаф, архиепископ тверской и кашинский

(Заболоцкий) — архиепископ тверской и кашинский, раньше епископ новгородский. Умер в 1788 г. Считался выдающимся "витией". Проповеди его, говоренные в присутствии Екатерины II, издавались отдельно и в 1787 г. все вместе, в Москве. Им же издано "Богословие" архимандрита Макария (1785).

Иоасаф, духовный писатель

(в миру Василий Гапонов) — духовный писатель. Окончил курс в Киевской духовной акад. (1833). Будучи иеромонахом в Боголюбовом м-ре, много потрудился для церковной истории Владимирского края. Главные труды И.: "Церковно-историческое и статистическое описание владимирской епархии" (1853); "Кн. Дм. Мих. Пожарский и арх. суздальский Арсений" (1854); "Сведения об угодниках, мощи которых почивают во владимирской епархии"; "Об иконах особенно чтимых во владимирской епархии" (1859). Из статей его во "Владим. Губ. "Ведомостях" выдаются: "О народном образовании", "Семисотлетие Боголюбского м-ря", "Церковно-исторические описания владимирских и суздальских достопамятностей". Умер в 1861 г.

Иоасаф, епископ белгородский

(Горленко, 1705—1754) — с 1748 г. епископ белгородский (и харьковский). Население чтит его как святого. И. заботился о соблюдении церковных уставов, об устранении лат. обычаев, о подъеме образования и нравственности. Он оставил краткую автобиографию, фамильные записки, стихотворный диалог "Брань семи добродетелей с 7-ю грехами" (изданы в 1892 г. В. Горленко в Киеве), одно поучение (Слово), несколько писем и окружных посланий. Биография И., составленная его родственником, известным малорусским писателем Г. Ф. Квиткой, издана в Киеве в 1836 г. и потом много раз переиздавалась; другая биография — Кульжинского, 1883 г. Важный биографический материал по консисторским документам находится в "Историко-статист. описании Харьковской епархии", арх. Филарета (1, 12—25).

H. С в.

Иоасаф, епископ кадьякский

(в миру Иоанн Ильич Болотов, 1761—1799) — епископ кадьякский, уроженец Тверской губернии, обучался в семинариях тверской и ярославской, несколько лет, по окончании курса, состоял учителем угличского духовного училища и в 1786 г. постригся в Толгском м-ре, близ Ярославля; в 1794 г., будучи иеромонахом и архимандритом духовной миссии, отправился с представителями российско-американской компании к берегам охотского моря и занялся обращением в христианство туземцев в Кадьяке. В 1799 г. И. был посвящен в епископа кадьякского, с титулом викария иркутской епархии. Возвращаясь из Иркутска, он погиб со всей свитой в Охотском море. От И. осталось: "Топографическое, климатическое, статистическое и нравственное описание острова Кадьяка" (в "Друге Просвещения", за 1805 г., октябрь).

Ср. "Епископ кадьякский, Иоасаф Болотов", Федора Пежемского ("Странник", 1862 г., кн. 6).

Иоасаф, миссионер

(Хотунцевич или Хотунцевский) — распространитель христианства в Сибири. В 1742 г. избран начальником миссии, отправлявшейся в Камчатку; крестил там около 2000 туземцев, построюсь несколько церквей, завел школы и сочинил краткий катехизис под названием: "Сила Божественного учения". В 1750 г. выехал из Сибири; был ректором Московской акад., настоятелем Высокопетровского моск. м-ря, потом епископом кексгольмским, викарием новгородской епархии. Ум. в 1758 г. и погребен в Юрьевском м-ре.

Иоасаф, митрополит московский

(Скрипицын) — с 1539 г. митрополит московский, преемник Даниила (см. соотв. статью). В 1540 г. ходатайствовал перед государем об освобождении кн. Бельского из темницы. С тех пор, вместе с Бельским, был "первосоветником" государя. Недовольные этим Шуйские 3 января 1542 г. низложили его и сослали на Белоозеро в Кириллов м-рь; позже он был переведен в Троицко-Сергиев м-рь, где и скончался.

Иоасаф, основатель Святогорского монастыря

— преподобный, основатель и первый игумен Святогорского монастыря, на правом берегу реки Великой, в 4 верстах от Пскова. Убит в 1299 г., 4 марта, ливонскими рыцарями. Мощи его — в соборном храме им основанного монастыря.

Иоасаф, царевич индийский

— святой, царевич индийский, сын Авенира, обращен был в христианство св. Варлаамом, с которым потом жил в пустыне 25 лет, оставив свое царство, и умер в пещере Варлаама. Память 19 ноября.

Иоафам

(евр. "Бог совершен") — 11-й царь иудейский (с 758 г. до Р. Х.). Он поддерживал храм с его учреждениями, заботился о поднятии религиозно-нравственного состояния народа и сравнительно благополучно царствовал 16 лет. При нем выступали пророки Исаия, Осия и Михей, которые много содействовали благополучию царства (4 Цар. XV, 30—38; 2 Парал., гл. XXVI и XXVII).

А. Л.

Иоахаз

(евр. "Бог хранит") — имя двух еврейских царей: И., 12-й царь израильский, царствовал 17 лет (4 Цар. X, 35; ХIII, 1—9), а И., 17 царь иудейский, сын Иосии, всего три месяца (4 Цар. XXIII гл.). История помнит только об их нечестии, идолопоклонстве и политических ошибках.

А. Л.

Иоахим I Наполеон

— король неаполитанский; см. Мюрат.

Иоахим I Нестор

— курфюрст бранденбургский (1484—1535), сын курфюрста Иоанна-Цицерона, вступил на престол в 1499 г., строго преследовал разбойничавших рыцарей, в 1506 г. основал Университет во Франкфурте-на-Одере, а в 1516 г. камеральный суд в Берлине. Обнародованное им семейное и наследственное право ("Constitutio Joachimica ") отчасти и до сих пор еще в ходу в бранденб. Мархии. Он был врагом реформации: супруга его Елизавета датская, приверженная к учению Лютера, принуждена была бежать от него. Во внешней политике И. был непостоянен: ему не удалось ни снискать доверия императора, ни увеличить собственные владения. С бранденбургским дворянством И. был в сильной распре.

См. Treusch von ButtJar, "Der Kampf Joachims I von Brandenburg gegen den Adel seines Landes" (Дрезд., 1889).

Иоахим II Гектор

— курфюрст бранденбургский (1505—1571), сын Иоахима I наследовал отцу своему в 1535 г. в Старой и Средней Мархии; в 1539 г. принял лютеранство, с удержанием, однако, многих старых церемоний. Своей расточительностью, которую поощрял финансовый агент его еврей Липпольд, И. привел в расстройство финансы государства, но зато условиями о наследовании с герцогом Силезии (1 537) и приобретением прав на Пруссию (1569) позаботился о будущем увеличении страны. В 1542 г., во время турецкого похода, он начальствовал над имперским войском в Венгрии; поход этот не принес ему ни славы, ни выгод.

См. Trau, "Kurfürst Joachim II von Brandenburg und der Türkenfeldzug 1542" (Гуммерсбах, 1892).

Иоахим, Георг

(Joachim, 1514—1576), прозванный Rhaeticus, математик Виттенбергского университета, один из первых сторонников и защитников системы Коперника; с 1539 г., вместе с Коперником, работал в Фраценбурге, позже преподавал в Виттенберге, Лейпциге, Польше и Венгрии. И. много занимался тригонометрическими вычислениями и составил большие таблицы синусов, тангенсов и секансов, изданные уже после его смерти с дополнениями Валентина Otho под заглавием: "Opus palatinum de triangulis" (без обозначения города, 1596). В 1540 г. И. напечатал подробное изложение учения Коперника под заглавием: "Ad clarissimum virum D. J. Schonerum de libris revolutionum eruditissimi etc. Nicolai Copernici Torunuaei etc." (Gedani, 1540).

Иоахим, Иоанн Фридрих

(Joachim, 1713—1767) — немецкий ученый правовед и историк, профессор Галльского унив. Написал первое на немецком языке руководство дипломатики: "Einleitung zur teutschen Diplomatik, worin die Regeln an die Hand gegeben werden, nach welchen die schriftlichen Urkunden der teutschen Könige und Kaiser können gelesen, beurtheilt, und die wahren von den falschen unterschiedeu werden" (Галле, 1748). Другие его труды: "Geschichte der teutschen Reichstage" (Галле, 1762), "Commentatio de spurio Mathildino dono" (Галле, 1736); "Einleitung zu den Geschichten der heutigen Reiche n. Staaten von Europa" (Франкфурт и Лпц., 1747); "Sammlung vermischter Anmerknugen etc." (между прочим, о ленном праве, Галле, 1753—64); "Historische Abhandlung von dem Ursprunge des Wahlrechts in dem Königreich Polen, und dessein bisher. Gebrauch" (Галле, 1764); "Unterricht von dem Münzwesen etc." (Галле, 1754). И. известен также переводом книги Лакомба: "О происшедших в русском государстве переменах правления", которую он снабдил примечаниями ("Gеsch. der Staatsveränderungen etc.", Галле, 1761—1764).

Иоахим, Иосиф (поэт)

(Joachim) — швейцарский народный поэт; род. в 1835 г., получил образование в народной школе, затем долго был простым крестьянином. Уже 40 лет от роду написал первый свой рассказ "Ein Erntetag" (1881); за ним последовал ряд других повестей и крестьянских романов: "Glyms auf der Höh'" (Цюрих, 1885), "Geschichten der Schulbase" (Фрауенфельд, 1888), " Lonny die Heimatlose" (Базель, 1889), "Die Brüder" (там же, 1891); в последнем романе дается широкая картина современной швейцарской действительности и высказываются оригинальные религиозные воззрения автора. Критика сближает его с Иеремией Готгельфом, т. е. Бициусом (см. соотв. статью).

Иоахим, Иосиф (скрипач)

(Joachim) — знаменитый скрипач и композитор; род. в 1831 г.; с большим успехом концертировал во всех городах Европы; был директором Академии музыки в Берлине. Написал много сочинений для скрипки; особенно известен его "Concert in ungarischer Weise" (op. 11). Игра И. отличается сочным тоном, безупречной чистотой интонации, большим развитием левой руки, разнообразием смычка. К нему отовсюду приезжают начинающие артистическую карьеру скрипачи, для дальнейшего усовершенствования.

Н. С.

Иоахим-Фридрих

— курфюрст бранденбургский (1546—1608 г.), внук Иоахима II и сын курфюрста Иоанна-Георга; сначала (с 1566 г.) администратор магдебургский. Сделавшись в 1598 г. курфюрстом, он в 1599 г., вопреки отцовскому завещанию (см. соотв. статью), требовавшему дележа бранденб. владений, провел семейный договор, установлявший их нераздельность. Внутри государства И. тщетно боролся с притязаниями сословий, которых привилегии в 1602 г. ему пришлось подтвердить.

Иоахим-Эрнст

— князь ангальтский (1570—86), родоначальник ныне существующей линии этого дома, сын князя Иоанна из линии Цербстской; в 1570 г. соединил, вследствие смерти родственников, под своей властью все ангальтские земли. И., один из образованнейших людей своего времени, заменил римским правом местное, основал в 1582 г. Gymnasium academicum в Цербсте, сильно поднял горное дело, построил мост через Эльбу; столицу свою И. перевел в г. Дессау. Он известен и участием в протестантской богословской полемике XVI в.; духовенство он обязал в учении о Христе и причастии не уклоняться от завещанного Лютером и Меланхтоном: формула конкордии, поэтому, не была принята ангальтцами. На обвинения в кальвинизме И. отвечал брошюрой: " Kurtzes, randes und einfältiges Bekeuntniss vom Heil. Abendmahl" (1585). С французским королем Генрихом III И. поддерживал хорошие отношения, но тем не менее в 1586 г. присоединился к тем из имперских князей, которые послали Генриху протест против обращения его с протестантами. Вдова И., Элеонора, после смерти его издала сочиненные им духовные песни, под заглавием: " Sacra Poemata, das ist geistliche Gedichte etc." (Цербст, 1587).

Иоахима орден

— учрежден был в 1755 г. 14 германскими герцогами, князьями, графами и дворянами с тою целью, чтобы более богатые члены его оказывали поддержку менее состоятельным; перестал существовать после 1820 г. Первоначально назыв. орденом Провидения, потом Ионафана, наконец И.

Иоахимсталь

(Joachimsthal): 1) г. в Чехии, в Рудных горах, на Везерице; жит. до 7000; центр горного промышленного округа: серебро, урановая руда, висмут, никель; кружева, урановые краски, табак, перчатки. По И. получили название так назыв. иоахимсталеры — серебряные двойные гульдены, которые с 1517 или 1518 г. стали чеканить графы Шлик, еще в XV в. имевшие право собственной чеканки. В настоящее время рудники почти иссякли. См. Laube, "Aus der Vergangenheit Joachimsthals" (Лпц., 1875); — 2) г. прусской провинции Бранденбург, с готической церковью, сооруженной по плану Шинкеля в 1820 г.; приготовление очищенной водки, цемента, деревянных изделий. Жит. до 2000. В 1607 г. в И. курфюрст Иоахим-Фридрих основал Княжеское училище, в 1636 г. разрушенное саксонцами и в 1650 г. возобновленное, в Берлине, под названием "Иоахимстальской гимназии".

Иов Княгиницкий

— галицкий монах, родился в половине XVI в., в 1620 г. был еще жив. Славился как подвижник и устроитель монастырей, друг Иоанна Вишейского, Захарии Копыстенского и других ревнителей православия в тяжелую эпоху введения унии.

См. галицкий альбом: "Зоря Галицкая" (1861 — биография И., составленная Игнатием из Любарова) и соч. Голубева: "Петр Могила" (прилож., стр. 218 и сл.).

Н. С—в.

Иов, библейский персонаж

(евр. "удрученный, гонимый") — имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, "был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла", а по своему богатству "был знаменитее всех сынов Востока". У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь и укрепить веру и терпение своего праведника, Бог дал И. испытать все бедствия земной жизни. Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало И., то сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но И. ни одним словом не проявил жалобы на свое положение. О несчастии И. услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление, выходившее из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду, еще более огорчило И., и он в своих речах выразил веру в неисповедимость судеб Божиих, пред которыми человеческая логика должна признать свое полное бессилие. Хотя истинная причина постигших И. бедствий оставалась для него непостижимой, но он верил в правду Божию и, чувствуя собственную правоту перед Богом, победил именно своей безграничной верой. Сатана потерпел поражение; Бог исцелил И. от проказы и обогатил его вдвое против прежнего. У него опять родились семь сыновей и три дочери, и он опять сделался патриархом счастливой семьи. "И умер И. в старости, насыщенный днями". — Этот рассказ изложен в особой библейской книге — "Книге И.", занимающей в русской Библии место между книгою Эсфирь и Псалтирью. Это одна из самых замечательных и в то же время трудных для экзегетики книг. О времени ее происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим — в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени ее происхождения. По одним, автором ее был сам И., по другим — Соломон, по иным — неизвестное лицо, жившее не раньше плена вавилонского. Общее впечатление, выносимое из рассмотрения внутренних и внешних особенностей книги — в пользу ее древности, которую притом можно определить с достаточной вероятностью. История И. относится еще ко времени до Моисея или, по крайней мере, к более раннему, чем широкое распространение Пятикнижия Моисеева. Молчание в этом повествовании о законах Моисея, патриархальные черты в жизни, религии и нравах — все это указывает на то, что И. жил еще в домоисеевскую эпоху библейской истории, вероятно, в конце ее, так как в его книге видны уже признаки высшего развития общественной жизни. И. живет с значительным блеском, часто посещает город, где его встречают с почетом, как князя, судью и знатного воина. У него встречаются указания на суды, писанные обвинения и правильные формы судопроизводства. Люди его времени умели наблюдать за небесными явлениями и делать из них астрономические заключения. Есть указания и на рудокопни, большие постройки, развалины гробниц, а также на крупные политические перевороты, при которых повергались в рабство и бедственное состояние целые народы, наслаждавшиеся дотоле независимостью и благосостоянием. Можно вообще думать, что И. жил во время пребывания евреев в Египте. Книга И., за исключением пролога и эпилога, написана высокопоэтическим языком и читается как поэма, которая не раз и переводилась в стихотворной форме (у нас перев. Ф. Глинки). Книга И. имела многочисленных толкователей, от древнейших времен до новейших. Из древних ее толковали Ефрем Сирин, Григорий Великий, блаж. Августин и др. Первым из новейших комментаторов был голландец Скультенс (1737); за ним следовали L ee, Welte, Gerlach, Habn, Schlottman, Делич, Ренан и др. В русской литературе — капитальное исследование арх. Филарета, "Происхождение книги И." (1872 г.) и Н. Троицкого, "Книга И." (1880—87).

А. Л.

Иов, блаженный

(в миру священник Иоанн) — блаженный, был царским духовником; в 1701, по ложному доносу в сношениях с Григорием Талицким, сослан в. Соловецкий м-рь, где и пострижен Прославясь здесь своими благочестивыми подвигами, не захотел вернуться, когда царь Петр Великий звал его обратно, но переселился в Анзерский скит, которого сделался настоятелем. Память 6 марта (см. Филарет, "Жития святых").

Иов, митрополит киевский

(в миру Иван Матвеевич Борецкий, † в 1631 г.) — родом из Галиции, воспитанник заграничных училищ, отличный знаток древних языков и святоотеческих творений, ректор и преподаватель латинского языка в Школе львовского братства, потом священник в Киеве и учитель в собственной церковно-приходской школе; с 1615 г. первый ректор Киево-братской школы (Киевск. акад.); в 1619 г. его жена и он вступили в монашество, после чего он был игуменом киевского Михайловского м-ря; с 1620 г. митрополит киевский. Славился благочестием, благотворительностью и ученостью, равно как энергической защитой православия против унии. Его сочинения: "Анфологион", или избранная Минея на весь год (перев. с греческого, дополненный службами русским святым и их краткими биографиями, Киев, 1619); "Диалог о православной вере" (Острог, 1606); "Лимонарь, сиречь Цветник" (перев., с дополнениями, патерика синайского, Киев, 1628); "Аполлия (уничтожение) апологии Мелетия Смотрицкого" (Киев, 1628); "Сетование о благочестии" (наставления православным, как держать себя во время гонений за православие).

Н. Б.

Иов, митрополит новгородский

— архимандрит Сергиевой лавры, с 1697 г. митрополит новгородский († 1716). В 1706 г. он открыл при своем архиерейском доме Училище (с древн. языками), вызвав для заведования им из заточения Лихудов (см.); по другим городам своей епархии также основал училища, с элементарным курсом; на свои средства устроил три больницы в епархии, содержал богадельню, два странноприимных дома, и первый в России основал, в упраздненном м-ре, приют для подкидышей и незаконнорожденных. Памятником его борьбы с расколом служит сочинение: "О рождении антихриста" (М., 1707). Его любил и уважал Петр Великий. Его биография (И. Чистовича) — в "Страннике" (1861 г.); там же сборник его писем, интересных для истории его времени.

Н. Б.

Иов, патриарх всероссийский

— первый патриарх всероссийский; род. в г. Старице, воспитывался в Старицком м-ре и ок. 1553 г. принял здесь монашество. В 1571 г. переведен в Москву настоятелем Симонова м-ря и снискал расположение Иоанна Грозного, которого часто сопровождал в поездках по м-рям. Был последовательно архим. Новоспасского м-ря, еписк. коломенским, архиепископом ростовским, а в 1586 г. занял место митрополита московского, которого лишен был Дионисий, не нравившийся Борису Годунову. Благодаря тому же Годунову, И. избран был, 23 января 1589 г., патриархом всероссийским. В древней Руси XVI в. распространено было убеждение, что Москва — единственная хранительница чистого православия, третий Рим; отсюда желание иметь, независимого от греков, русского патриарха. И. занял этот важный пост, но ни в церковной, ни в общегосударственной жизни не играл сколько-нибудь заметной роли. Будучи чрезвычайно "кротким", уступчивым, И., по-видимому, вполне отдал себя в руки Годунова, в интересах которого и действовал. Нисколько не возвышаясь над общим уровнем своей эпохи, враг всяких нововведений, И. противился учреждению в России университета, задуманного Борисом для образования русск. людей. Для исправления духовенства И. назначил в Москве 8 поповских старост; заботился о распространении христианства в Грузии, Сибири, Казани, Корельской области. Когда появился Самозванец, И. рассылал грамоты, в которых убеждал не верить "расстриге", служит царю Борису, а после его смерти — сыну Феодору. По распоряжению Самозванца, в 1605 г. И. был лишен патриаршества. Во время богослужения в Успенский собор ворвалась толпа вооруженных людей, которые схватили И., сорвали с него ризы, одели в черную рясу и отвезли в Старицкий м-рь. В 1607 г. И. приезжал в Москву, по требованию Василия Шуйского, "разрешить клятвопреступление народа русского", изменившего своему законному царю Борису, дал это разрешение, возвратился в свой м-рь и в 1607 г. умер. По указу царя Алексея Михайловича, тело И. перевезено в 1652 г. в Москву и поставлено в Успенском соборе. Кроме разного рода грамот, утешительных посланий и поучений, написанных И., до нас дошла его "Повесть о честнем житии благоверного и благородного царя Федора Ивановича", отличающаяся панегирическим характером, но интересная по заключающимся в ней характеристикам царей Федора и Бориса, к которым И. относится с чрезвычайным сочувствием.

Ср. "И., патриарх московский" ("Правосл. Соб." 1867, т. III); Н. Соколов, "И., патриарх всероссийский" ("Моск. Унив. Изв.", 1871, 6—7); С. Платонов, "Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в." (СПб., 1888).

В. Б.

Иов, преподобный почаевский

— преподобный почаевский, более 20 лет был настоятелем Дубенского монастыря; вследствие гонений со стороны католиков и униатов, около 1608 г. удалился в Почаевскую обитель. Ум. ста лет, в 1651 г. Мощи его найдены нетленными в 1659 г. Память его празднуется 28 октября.

Иов, речка в Пермской губернии

— речка в Пермской губернии, в Верхотурском уезде, левый приток реки Лобвы.

Иовиан

(Флавий Клавдий) — римский император, занимал важное место среди телохранителей императора Юлиана и после смерти последнего, во время персидского похода, был поставлен войском во главе государства. Он купил у персов обратный переход через Тигр ценою позорного мира. В церковных вопросах имел наклонность к терпимости по отношению к язычникам и арианам; лично был сторонником Никейского символа. Ум. в 364 г., на пути в Константинополь.

Иовин

— римский военачальник; был при Юлиане magister equitum, потом главнокомандующим войсками в Галлии, но вскоре смещен не доверявшим ему императором Иовианом. При императоре Валентиниане И. трижды разбил алеманнов у р. Мозеля, потом вместе с императором победоносно бился с ними за Рейном. Другой (по-видимому) И. в 411 г., при поддержке аланов и гуннов, выступил в Майнце претендентом на престол против Гонория, но вскоре был разбит, осажден и убит Атаульфом вестготским, в Валенсии.

Иовиниан

— свободомыслящий монах, живший в Риме в конце IV в. По учению его девство, вдовство и брак одинаково приятны Богу; возродившиеся в крещении могут быть безгрешными; пост и проникнутое благодарностью пользование пищей имеют одинаковое нравственное достоинство; все спасенные будут пользоваться одинаковой будущей наградой. По словам Августина, он утверждал, что все грехи одинаковы и что, когда Христос родился, дева Мария перестала (телесно) быть девой. И. подвергся отлучению от церкви со стороны епископа Сириция и сильным нападкам со стороны св. Амвросия, блаж. Иеронима и Августина. И. был безупречной нравственности и жил настоящим аскетом.

См. Lindner, "De Joviniano et Vigilantio" (Лпц., 1839); Ф. Фаррар, "Жизнь и труды св. отцов и учителей церкви" (СПб., 1891, стр. 634—636).

Иовлев

— см. Иевлев.

Иовский, Александр Алексеевич

— профессор фармации и химии Московского университета (род. в 1796 г.), из Воронежской семинарии поступил в Московский университет, где в 1822 г. признан доктором медицины и отправлен для изучения фармации и химии за границу. И. главным образом работал под руководством Лампадиуса (во Фрейберге, в Саксонии), затем посетил Париж (где слушал лекции Тенара, Дюлонга, Броньяра и др.) и Лондон (работал у Бартелеми). С 1826 г. до 1843 г. И., в звании адъюнкта, преподавал в Моск. унив. аналитическую химию в приложении к медицине, читал общую химию и фармацию. С 1843 г. — в отставке. Его труды: "Начальные основания химии" (М., 1822; 2-е изд., 1827 и 1828), "О важности химических исследований в кругу наук и искусств" (М., 1827), "Журнал хозяйственной химии" (М., 1829), "Руководство к распознаванию ядов, противоядий и пр." (М., 1834), "Начертание общей фармакологии" (М., 1835), "Памятная книжка для занимающихся фармацией и рецептурой" (М., 1837), "Начертание фармации" (М., 1838). С 1828 г. по 1832 г. И. издавал "Вестник естественных наук и медицины" (по 12 книжек в год). Кроме того перевел с лат. "Лекарственник, или фармакология" К. Шпренгеля (к которому издал "Дополнения", содержащие описания действия вновь открытых лекарств, М., 1827) и "Руководство к осмотру аптек и пр. врачебных запасов" Иоанна Нимана (М., 1822). И. также помещал статьи в "Ученых Записках Моск. Унив.".

Иовский, Петр Алексеевич

— юрист, магистр нравственных и политических наук; с 1835 г. читал в Московском университете право политическое и народное и государственное право по Своду Законов Российской империи. Он издал: "О монархическом правлении" (М., 1826) и "Элизиум" (альманах на 1832 г. М.).

Иовы слезы

(Coix L., Богородицыны слезы) — род однодольных растений из семейства злаков (см.), группы кукурузных (Maydeae). Это — довольно высокие, ветвистые многолетние или однолетние травы; соцветия у них сложные, метельчатые, торчащие по несколько из влагалища верхних листьев. Цветки однополые. Строение соцветия весьма своеобразно: самый верхний кроющий лист соцветия недоразвит, его влагалище имеет форму яйцевидного или шаровидного замкнутого мешка, с отверстием наверху; этот мешок тверд, как слоновая кость; пластинка этого кроющего листа совершенно не развита, она в виде зубчика; в таком замкнутом влагалище, величиной с горошину, помещается женский колосок, а из отверстия его выходит длинный стержень, с несколькими мужскими колосками, расположенными попарно. Женский колосок состоит из одного или двух бесполых цветков и одного женского; два длинных и нитевидных столбика, с волосистыми рыльцами; иногда в женском цветке появляются три недоразвитые тычинки (стаминодии). Мужской колосок об одном или о двух цветках; тычинок три. Как в мужских, так и в женских колосках развито по 4 чешуйки: по 2 кроющих и по 2 цветочных. Плод — жесткий, почти шаровидный — заключен в вышеописанный каменистый мешок, белого или синеватого цвета. Все это вместе имеет вид крупной слезы. Всех видов этого рода 3—4, растущих в Индии и Китае; из них наиболее известен С. Lacryma L. — однолетняя трава, до 1,26 м высотою, с довольно широкими листьями; мужские колоски повислые; зерновки твердые, почти шаровидные, беловато- или голубовато-серые, блестящие. Этот злак разводится в Ост-Индии, в Китае, в Африке; растет в большом количестве в Бразилии и называется там Lagrymas da Nossa Senhora; он одичал во многих местах в южной Европе. Из зерновок делают четки и различные украшения; народ приписывает им целебные свойства. Другой вид этого рода — С. agrestis Lour., растет в Ост-Индии, разводится ради съедобных зерновок; это — многолетняя трава до 2 м высотой; зерновки, величиною с горошину, сладкого и приятного вкуса, варятся как рис и употребляются как овощ.

С. Ростовцев.

Иоганит

(минер.; урановый купорос) — одноклиномерной системы, травяно-зеленого цвета; продукт преобразов. смоляной урановой руды (см.); химический состав: USO 4 + H2 O(?). Иоахимсталь, Иогангеоргенштадт.

Иоганнесен

(Эдвар Гольм Johannesen) — норвежский мореплаватель; род. в 1844 г.; совершил несколько поездок в Карское море, объехал Новую Землю в 1870 и 1871 г. и в августе 1878 г., к СВ от устья Енисея, открыл о-в Уединения (Ensomheden).

Иоганнисбад

(Johannisbad) — местечко в Чехии, на высоте около 600 м, в долине реки Аупа, на южных отрогах Черных Гор. 272 жителя, преимущественно немцев и католиков. Климатическая станция, с тремя индифферентными источниками, слегка вяжущего вкуса. Климат горный; воздух, благодаря сосновым лесам, бальзамический; погода непостоянная, частые дожди и туманы. И. с трех сторон защищен высокими горами; летние месяцы отличаются здесь весенним характером. Ванны из его источников рекомендуются нервным больным. Жизнь удобная и дешевая. Грязевые и электрические ванны, молоко, сыворотка. И. рекомендуется после леченья в истощающих организм курортах.

Иоганнисберг

(Johannisberg) — знаменитая по виноделию деревня в Пруссии, на правом берегу Рейна; 1346 жителей; больница для нервных больных, много посещаемый курорт. Замок И., построенный князем-аббатом фульдским в XVIII в., известен принадлежащими к нему виноградниками, дающими рейнское вино "Schloss-Johannisberger".

Иоганнисбруннен

(Johannisbrunnen) — минеральный источник в прусской провинции Гессен-Нассау, в долине реки Аары.

Иогансен

(Юлий Иванович) — музыкальный теоретик, род. в Копенгагене в 1826 г. С 1856 г. Й. живет в СПб.; с 1866 г. проф. теории композиции в СПб. консерватории, с 1871 г. ее инспектор, с 1891 г. — директор; на всех этих должностях выказал себя искусным педагогом и отличным администратором. Написал несколько романсов и массу фортепианных пьес.

Н. С.

Иогансен (дополнение к статье)

(Юлий Иванович) — музыкальный теоретик. Умер в 1904 г. Директором СПб. консерватории состоял до 1897 г.

Иогансон

(Христиан Петрович) — артист СПб. балета; род. в 1817 г.; воспитанник Шведского королевского театрального училища. В составе СПб. балета И. был с 1841 по 1884 г. И. — представитель франц. школы, так назыв. "belle danse". С 1869 г. И. преподаватель СПб. театрального училища (на женской половине). Его дочь Анна Христиановна — балерина СПб. сцены (с 1879 г.).

Ум.

Иодай

(евр. "Бог печется о нем", Jiеhoiada) — имя первосвященника, оказавшего важные услуги государству и религии в царстве Иудейском, при Иоасафате, Йораме, Охозии и Иоасе. Особенно важные услуги он оказал последнему, которого спас в малолетстве от ярости Гофолии, воспитал при храме и возвел на престол. Под влиянием И. происходили все реформы в государственной и религиозной жизни того времени; но с его смертью рушились и все добрые начинания. И. умер 130 лет от роду и погребен в царской усыпальнице (4 Цар. XI и XII).

A. Л.

Иозил

(евр. "Бог видит") — левит, сын Захарии, обладавший даром предвидения и предсказавший царю Иосафату о победе его над соединенными силами аммонитян и моавитян, одержанной без всякого сражения (2 Парал. XX, 14—18).

А. Л.

Иоиль, в Библии

— имя нескольких библейско-исторических личностей, из которых наиболее известен И., сын Вафуила, один из 12 малых пророков Ветхого Завета. О жизни его ничего неизвестно достоверного. Можно думать, что он пророчествовал в царствование Иоаса, в Иерусалиме, и содействовал добрым начинаниям этого времени. Такого мнения держатся Эвальд, Делич, Кейль и др. Пророчества его изложены в "Книге пророка И.", занимающей 2-е место в ряду книг малых пророков. Она состоит из трех глав, написана живым и чистым языком, богата поразительными образами. См. "Христ. Чтение" (1876).

А. Л.

Иоиль, византийский писатель

— византийский грек, написал краткую хронику событий от сотворения мира до завоевания Константинополя франками в 1204 г. по Р. Х.; издавалась вместе с летописью Георгия Акрополита, продолжившего ее до 1261 г.

Иоиль, игумен Кутеинского монастыря

(Труцевич) — игумен оршанского Кутеинского монастыря († в 1654 г. на пути в Москву), составил предисловия к изданным в Кутеинском м-ре "Брашну Духовному" (1639), "Трефологию" (1647), "Диоптре" (1651), "Псалтыри и Новому Завету" (1652) и к "Лексикону Памвы Берынды" (1653).

Н. С—в.

Иокай

(Мавр Jokay) — знаменитый венгерский романист, пятидесятилетний литературный юбилей которого отпразднован в 1894 г. с особенною торжественностью. Род. в 1825 г. в Коморне. На школьной скамье И. близко сошелся с известными впоследствии писателями и политическими деятелями Петефи и Орлаем, игравшими значительную роль в его умственном развитии. Поселясь в Пеште для изучения юриспруденции, И. становится членом политико-литературного клуба "Десяти". В 1844 г. он, вместе с Петефи, редактирует литературное обозрение "Eletk é pek". Политические их взгляды были тогда еще почти одинаковы: они оба ожидали обновления Венгрии путем революционного брожения. Но, испуганный стремительным ходом политических событий, И., в 1848 г., призывает народ к спокойствию, а во время революции бежит из Пешта. Долго скрывался он в провинции и только по восстановлении порядка вернулся в Пешт, представ добровольно перед военным судом, который оставил его лишь в подозрении. Это заставило одно время И. писать под псевдонимом Caio. С ослаблением реакции И. выступает на политическое поприще в качестве депутата сейма. Страстный характер некоторых из его публицистических статей стоил ему, в 1863 г., годичного заключения в тюрьме. Позже И. был приверженцем политической программы Коломана Тиссы, нашедшего в нем защитника своих кальвинистических принципов. Нет почти рода литературного творчества, в котором И. бы не испробовал своих сил; но далеко не все ему одинаково удается. Романы И., затрагивающие национальные сюжеты (между ними особенно замечательны: "Мадьярский Набоб", "Новый владелец", "Бог один" и т. д.), составляют эпоху в развитии венгерского романа; но многие исторические произведения И., где романист пробует знакомить читателя с малознакомыми ему самому событиями (напр. "Роман из Крымской войны", "Те, кто любит однажды"), или произведения во вкусе Жюля Верна или Э. Золя, как "Роман будущего века", "Нигилизм в Венгрии", ничего не прибавили к литературной репутации автора. Главные недостатки творчества И., прозванного за плодовитость и склонность к мало вероятным вымыслам "венгерским Дюма-отцом" — отсутствие цельности и разнообразие настроений, как будто произведение создавалось по кусочкам, в разное время, в ущерб целому, выделяются частности, глубокие по замыслу, прекрасные по выполнению. Достоинства И. — тонкое понимание вкусов венгерского читателя, знание народной жизни и прекрасный язык; он создал целую галерею интересных лиц, с ног до головы мадьяр, проникнутых идеей нравственного долга. "Народ любит И., — говорит один из его биографов, — потому что он знает, что И. сочувствует его бедности, его тяжелому труду". Холерная эпидемия 1831 г., наводнение в Пеште в 1863 г., голодовки, столь частые в Венгрии, составляют сущность многих рассказов И. Ряд романов И. ["Черные бриллианты" (отд., 1882 г.), "Золотой человек" (отд. СПб., 1882 г.), "Другое время — Другие нравы" (отд. СПб., 1886) и др.] был напечатан в "Библиотеке для Чтения" 1880-х годов, "Новый помещик" — в "Вестник Европы" (1880 г.). На русский язык переведены также его романы: "Дважды умереть" и "Любовь до эшафота. Исторический роман времен Ракоци" (СПб., 1884). Его жена, Роза Лаборфальви (1820—1886) — известная венгерская трагическая актриса.

Иокай (дополнение к статье)

(Мавр Jokay) — венгерский романист; умер в 1904 г.

Иоканские острова

— Архангельской губернии, Кемского уезда, у Лапландского берега; 5 островов от 300 саженей до 2 1/2 версты от берега, 2 при устье реки Иоканки. Становища для ловли рыбы (камбала).

Иокаста

или Эпикаста — см. Эдип.

Иоква

— речка в Пермской губернии, в Кушурском уезде, правый приток реки Чусовой.

Иоккас

см. С.-Михельская губерния.

Иоктан

— сын родоначальника евреев Евера, брат Фалека (кн. Бытия X, 25—30). См. Иоктаниды.

Иоктаниды

или "Мотеарриба" — племена Аравийского полуострова в доисламскую эпоху, противопоставляются древнейшему первобытному населению "ариба", к которому относят адитов (хамитов) и амалекитян (быть может, семитов или хамитов). По Библии, Иоктан (или Кахтан) — сын 14-го патриарха, Евера. Вытеснив Араба, И. утвердились в Йемене (Счастливой Аравии) и здесь основали две династии, Сабейскую и Гимьярскую, с цветущими городами Саба и Саана; одна из сабейских (савских) цариц прославилась своей поездкой к Соломону и стала героиней многочисленных легенд как восточных, так и западных. Язык И. (так назыв. гимяритский) стал языком йеменских городов, но народ деревень Хеджаса и Неджда по-прежнему говорил на языке ариба. Между тем понемногу выдвигались исмаильтяне. По преданию, еще Авраам прибыл, по повелению Божию, из Сирии в Мекку и основал Каабу (у Мекки, в Хеджасе), причем Измаил помогал отцу; колодезь Земзем — тот, который открыла Агарь; "черный камень" принесен Измаилу архангелом Гавриилом. Потомки Измаила постепенно размножились и стали соперниками И., часть которых (бени-Джорхом) к тому же перешла из Йемена в Хеджас. Долгое время Мекка и Саана спорили, кому быть истинной столицей Аравии, и только в VI в., незадолго до появления Мухаммеда, борьба кончилась в пользу Мекки.

См. Ибн-Хальдун. "Китаб оль-ибер"; Caussin de Perceval, "Hist. des Arabes avant L'islam" (П., 1847—48); S édillot, "Hist. géné rale des Arabes" (П., 1877).

A. E. К.

Иокунд

— св. мученик, пострадавший в Кесарии Каппадокийской в гонение императора Валериана (253—259).

Иола

(Ίόλη) — дочь Еврита, царя баснословного г. Ихалии. За нее сватался Геракл по окончании своих 12 подвигов, но получил отказ, за который отомстил разрушением Ихалии и умерщвлением Еврита с сыновьями. И. была уведена в плен, но сам Геракл вскоре погиб вследствие ревности своей жены Деяниры (см. Геракл). Умирая, он отдал И. в жены своему сыну Гиллу.

А. Щ.

Иолай

(Ίόλαος) — сын Ификла (см.), спутник и сподвижник Геракла. В особенности деятельно помогал он Гераклу при его борьбе с гидрой лернейской, почему Еврисфей и не хотел принять в расчет этот подвиг, как не принадлежащий одному Гераклу.

Иолатан

— административный центр и оазис на реке Мургабе, Мервского уезда Закаспийской области. Население оазиса и его окрестностей, занимающееся преимущественно скотоводством, состоит из туркмен-сарыков. См. Закаспийская обл., Сарыки и Туркмены.

Иолва

— большая речка в Пермской губернии, в Верхотурском уезде, правый приток реки Лобвы.

Иолин

(Johann Kristoffer Jolin, 18181—1884) — шведский писатель и актер, написал около 45 драм, наиболее популярные из которых: "En man af verld och en man af v ärde", "En man som vill ha ro", "Skall och Karna", "Mäster Smith", "Barnhusbarnen", "Smä des Krifvaren, "Ung Hanses dotter". Писал также романы и повести: "Rosen bland Kamelior", "Eremiten", "Vinglaren" и др. Его сочинения вышли двумя сериями: повести (Стокг., 1872—1881) и романы (1882—83).

Иолк

(Ίωλκός), или Иаолк, — древний фессалийский город в сев. части Пагасейского залива (теперь залив Воло), на п-ове Магнезии. В 290 г. до Р. Х. в 7 стадиях от И. основан был город Деметриада, заселенный жителями И. Местоположение его в точности не определено; в мифологии известен как исходный пункт путешествия аргонавтов.

Иолминский камень

— гора в Пермской губернии, в Верхотурском уезде, в составе Уральского хребта.

Иолмский камень

— род скалы в Пермской губернии, в Чердынском уезде, на правом берегу реки Вишеры, ниже впадения в нее реки Велсуй.

Иолшины

— польский дворянский род, герба Покора, происходящий от полковника войск польских Ивана И. (1683). Род И. внесен в VI ч. родосл. книги Виленской губ.

Иоме

— озеро Приморской области, Софийского округа, на правом берегу Амура, в 4 верстах выше Иркутского селения. Длина 10 верст, ширина около 3 верст. Окружено пологими горами, покрытыми смешанным лесом. В него впадает в сев.-вост. угол р. Яндина.

Ион Хиосский

— греческий поэт V в. до Р. Х., в молодости переселился в Афины, вращался в доме Кимона и познакомился с Эсхилом. Впоследствии, во время Самосской войны, он на родине встретился с Софоклом. Умер незадолго до Аристофанова мира (421). Обладая редкой в то время разносторонностью, он кроме трагедий сочинял еще элегии, гимны, дифирамбы, написал в прозе записки о путешествиях "έπιδημιαι" и историческое повествование об основании Хиоса. Кроме немногих отрывков (в сборниках Миллера, Бергка и Наука), все его произведения для нас исчезли.

См. K öpke, "De Jonis Chii vita et fragmentis" (1836).

Ион, в мифологии

(΄Ίων) — мифический родоначальник ионян. Более древнее предание (у Гесиода) признает И. сыном Ксуфа, одного из трех сыновей Эллина (см.). Изгнанный из Фессалии братьями, Ксуф, по позднейшей обработке того же предания, переселился в Аттику, где женился на дочери Ерехфея и имел от нее сыновей И. и Ахея, Чтобы объяснить легендарное пребывание ионян на сев. берегу Пелопоннеса и историческое имя этого берега — Ахайя, составилось предание о том, что Ксуф был изгнан из Аттики сыновьями Ерехфея и переселился со своими сыновьями в упомянутую землю, называвшуюся прежде Эгалея. Здесь И. женится на Гелике, дочери царя Селина, а после его смерти становится царем Эгалея, жители которого и называются, по его имени, ионянами. Отсюда он был призван афинянами на помощь против елевзинцев, победил в единоборстве елевзинского царя Евмолпа в избран афинянами в цари. Здесь у него родятся сыновья Гоплет, Гелеонт, Эгикорей и Аргад, эпонимы древних 4-х фил аттических. Специально аттическое предание, обработанное Еврипидом в его трагедии "Ион", старается сделать И. не чужеземцем, а местным героем, сыном Креузы не от Ксуфа, а от Аполлона (см. Еврипид, XI, 488). Полагают, что Ксуф — первоначально лишь прозвище Аполлона (светловолосый).

А. Щукарев.

Иона и Вассиан

(Соловецкие) — воспитались под влиянием св. Филиппа, погибли в 1561 г. у устья Двины во время бури. Крестьяне нашли нетленные тела их и похоронили; в 1599 г. над их мощами построена часовня, вокруг которой основалась Пертоминская обитель. Память 12 июня; мощи под спудом.

Иона Маленький

— иеродиакон Троице-Сергиевой лавры по прозванию Маленький, путешественник в св. Землю, подробно описавший свое странствование по Молдавии, Турции и Палестине. Во время посещения Москвы патриарх. иерусалимским Паисием И. понравился ему и по предложению патриарха, отправился с ним, получив на то разрешение от царя Алексея Михайловича (1649). С ними уехал и Арсений Суханов. Вместе с Паисием И. прожил в молдавском монастыре Терговище два года, после чего отправился в Иерусалим, с старцем Иоакимом, арабом, родом из Иерусалима. Выехав из Терговища в 1651 г. 25 марта, И. 10 мая того же года прибыл в св. Град. В оставленных им "Записках" он с большой наблюдательностью описывает те земли, через которые пришлось ему проезжать, и приключения, которым подвергся по вине своего спутника. По обыкновению всех древнерусских путешественников, он сообщает и баснословные сведения о разных животных, преимущественно же отмечает церкви и монастыри. Особенно подробно описаны им церковь Воскресения и Гроб Господень. Через четыре месяца И. возвратился через Царьград в Москву и написал свое хождение, которое не раз было изд.: в 18 3 6 г. Коркуновым, позже Сахаровым, по рукописи XVII века, в "Сказаниях русского народа" (т. II, стр. 159—168).

См. также в кн. Грекова: "Русские паломники" (изд. правосл. палест. общ.).

В. П.

Иона, архиепископ казанский

(в мире Иван Дмитриевич Павинский) — был священником в Копенгагене (1787—1802), позже архимандритом Воскресенского Иерусалимского монастыря, епископом орловским, архиепископом тверским, архиепископом казанским. Умер в 1828 г. Ему принадлежат: "Опыт о красноречии проповедников", Блера (СПб., 1800), "Правило предписанного в Императорско-королевских наследных землях преподавания пастырского богословия" (СПб., 1803); "Речь при встретении Его И. В. Александра I" (1816) и "Слова" (М., 1816).

Иона, архиепископ новгородский

(† в 1470 г.) — святой, игумен Отенской пустыни, с 1458 г. архиепископ новгородский; устроил в Новгороде приюты для сирот и вдов. Для защиты своей паствы от притязаний Москвы, он ездил к Иоанну III и убедил его "тихими очами взирать" на Новгород. В 1466 г. в Новгородской области умерло от моровой язвы более 250 тыс. человек, в том числе в самом г. около 50 тыс. (7650 монашествующих и 300 священников). По сказанию летописи, И. прекратил болезнь, совершив крестный ход в Зверин монастырь. Мощи его почивают в Отенской пустыни. В жизнеописаниях его рассказывается о многих чудесных исцелениях, бывших у его гроба.

Н. Б.

Иона, епископ пермский

(† в 1462 г.) — епископ пермский; избран в епископы из простых иноков; с успехом продолжал обращение в христианство язычников-зырян, живших по Каме и Чусовой. В начале проповеди ему пришлось много потерпеть лишений и страданий среди обращаемых, пока ему не удалось обратить в христианство одного пермского князя и нескольких волхвов. На месте истребленных кумирниц им были построены церкви и при церквах заведены училища. В 1459 г. И. значится в числе русских иерархов, писавших увещание к епископам литовским оставаться верными православию. Церковь признала его блаженным; память его празднуется 29 января.

Н. Б.

Иона, митрополит московский

— святой, митрополит московский; род. близ Солигалича, на 12-м году постригся в монашество в Галиче, потом перешел в Симонов монастырь в Москву. Здесь он являлся строгим охранителем монашеских уставов, за что подвергался гонениям. В 1437 г. он был поставлен во епископа Рязани и Мурома, а после смерти Фотия собором иерархов был избран в митрополиты. По существовавшему дотоле порядку, он прибыл для посвящения в Константинополь; но оказалось, что он был уже предупрежден Исидором (см. соотв. статью). Когда Исидор был низложен, И., с согласия патриарха константинопольского, был посвящен в митроп. московские (1448) собором русских святителей в Москве, после чего русская церковь сделалась независимой от Константинополя. В 1451 г. вел. князь, оставляя Москву, чтобы собрать войска против ногайцев, охрану столицы доверил И. с боярами. По современным свидетельствам, когда напавшие на Москву ногайцы зажгли ее предместье, И., отстаивая Кремль, совершил, среди дыма и зноя от пламени, крестный ход по его стенам — и ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Умер в 1461 г. Еще при жизни ему приписывали дар творить чудеса. Жизнеописатели его рассказывают о многих чудесах при его мощах. После него осталось писанное им самим "Евангелие келейное" и 38 учительных посланий, принадлежащих к числу лучших произведений древнерусской церковно-учительной литературы. Из них одни имеют предметом благосостояние государства и порядок внутреннего управления; другие относятся к охране православия от латинства и к борьбе с стремлениями лжемит-лита Исидора; третьи обращены к частным лицам и содержат в себе утешение скорбящим и увещания к святой жизни. Тридцать пять посланий И. изданы в "Актах историч." и "Актах" археогр. ком. и экспедиции. И. составил чин поставления в епископы.

См. Голубинский, "И. митрополит", в "Богословском Вестнике" (1893).

Иона, мученик

— святой, из числа первых 11 мучеников в Персии, пострадавших в 327 г., в царствование Сапора.

Иона, один из Гебридских островов

(Jona) иначе Иколмкиль — остров из группы Гебридских островов в Шотландии. В средние века славился своим аббатством, основанным в VI в. св. Колумбом; оно долго служило рассадником учености на севере и центром миссионерской деятельности.

Иона, преподобный климецкий

— преподобный климецкий, сын новгородского посадника Иоанна Климентова, в молодости занимался торговлей; дал обещание постричься, застигнутый бурей в Онежском море. В 1490 г. соорудил Климецкую обитель, вызвав иноков из соседнего бедного Нятинского м-ря. Несмотря на просьбы, И. не принял игуменства и почил иноком в 1634 г. Память 6 июня.

См. "Сказание о Климецком м-ре" (СПб., 1846).

Иона, преподобный псковский

— преподобный псковский, был священником в городе Юрьеве (Дерпт), куда прислан был из Москвы; удалился в Псков вследствие притеснений немцев. Узнав о мученической кончине товарища своего, блаженного Исидора (см. соотв. статью), предался подвижничеству и принял иночество; ум. в 1480 г. Мощи его в Псковопечерском м-ре. Память 23 марта.

Иона, пророк

(евр. "голубь") — имя пятого из 12 малых пророков. Его деятельность совпадает с критическим моментом в истории царства Израильского, стоявшего уже накануне гибели. Ассирийская монархия, после временного ослабления, благодаря которому Давид мог распространить владычество евреев до самой р. Евфрата, опять быстро развила свое могущество и угрожала царству Израильскому, у которого уже не было достаточных военных сил для противодействии завоевателям. Спасением для него могла служить только сила нравственная, представителем которой и явился пророк И., который послан был проповедовать ниневитянам смирение и покаяние. Посланничества этого устрашился сам пророк, и хотел тайно бежать в Фарсис, финикийскую колонию в Испании; но во время бури, изобличенный мореходами в своем грехе и выброшенный, по жребию, в море, он был пожран большой морской рыбой, и только уже выброшенный ей на берег отправился к месту своего назначения. Ниневия в это время находилась на вершине могущества и богатства и отличалась чрезмерной гордостью и нечестием. Проповедь И. имела, однако, полный успех. Ниневитяне смирились и покаялись, признав в И. вестника какого-то "неведомого Бога". Подробности этой истории изложены в "Книги пророка И.". Она состоит из 4 глав и отличается от других пророческих книг тем, что в ней содержатся не самые пророчества, а личная история самого пророка.

С историей И. связываются различные вопросы из области естествоведения (вопрос о поглощении И. китом) и особенно ассириологии, и потому она имеет большую литературу: Frledrichsen, "Krit. tibersieht der verschied. Auslebten von dem Buche Jonas" (Лпц., 1841); Stowe, "The Prophet Jonah" (в "Bibliotheca sacra", окт. 1853); "Speaker's Commentary" — "The Book of Jonah"; "Комментарии" Кейля и Делича; И. Соловьев, "О книге пророка И." (М., 1884); А. Смирнов, "Покаяние ниневитян" (в "Чтениях в Общ. Люб. Дух. Пр.", 1872); "Библейская история", А. П. Лопухина (т. II, стр. 525—542). В ассириологическом отношении интересно чтение H. Clay Trumbull, "И. in Ninev e h" (Филадельфия, 1892).

А. Л.

Ионафан, в Библии

— весьма распространенное библейско-историческое имя (евр. "дар Божий"). Из носивших его наиболее известны в Ветхом Завете: 1) И., левит, с именем которого связывается история, свидетельствующая об упадке религиозно-нравственного состояния изр. народа в конце периода судей (Суд. гл. XVIII); — 2) И., старший сын царя Саула, друг Давида. Это был храбрый юноша, не раз отличавшийся в битвах с филистимлянами (1 Цар. ХIII); всецело был предан Давиду, во время гонения на него со стороны Саула. Он пал, вместе с отцом и братьями, в гелвуйской битве с филистимлянами и оплакан был Давидом в трогательной песне; — 3) сын преосвящ. Авиафара, стоявший на стороне Давида во время его скитальческой жизни; — 4) сын свящ. Маттафиu, родоначальника Маккавеев, бывший вождем восставшего народа после смерти своего брата Иуды.

А. Л.

Ионафан, шуточное название североамериканцев

или брат И. (Brother Jonathan) — см. Брат И.

Ионеску-Джион

(рум. Jonescu-Gion) — молодой современный румынский историк. Им написаны: "Ludovic XIV si Const. Brancov énu", "Elementul pitoresc in cronicele româ ne", "Poetica" и др.

Ионизация

— см. Электролитическая диссоциация.

Ионийские острова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ионийский лад

(modus Jonicus) — один из старинных церковных ладов или гласов, гамма которого послужила типом для современной мажорной гаммы. Расстояния (на тоны и полутоны) между соседними ступенями в этой гамме идут в следующем порядке: 1 тон — 1 т. — 1/2 т. — 1 т. — 1 т. — 1 т. — 1/2 т. В гармонии И. каденцию составляет гармонизация (по известным правилам) верхнего тетрахорда этой гаммы (см. Каденция).

Н. С.

Ионийское море

— часть Средиземного моря между западн. берегами Эпира и королевства Греции и восточн. берегами Калабрии и Сицилии, образует заливы: Тарентский (между Калабрией, Базиликатой и Терра д'Отранто), Коринфский (Патрасский, между Пелопоннесом и греч. материком), Аркадский и Коронский (Мессенская бухта) на З и ЮЗ Пелопоннеса и залив Арта, между Грецией и турецк. вилайетом Яннина.

Ионик

(арх.) — яйцевидное украшение, входящее в состав фигурных полосок и валиков, помещенных в ионическом ордене — на стержне колонны непосредственно под волютами капители и в расчленениях антаблемента.

Ионин

(Александр Семенович) — дипломат и писатель, род. в 1887 г., кончил курс в Лазаревском институте восточн. языков, был министром-резидентом в Черногории, в 1883 г. временно управлял генеральным консульством в Софии, затем до 1892 г. был чрезвычайным послом и полномочным министром в Бразилии. Напеч.: "По Южной Америке" (СПб., 1892).

Ионин (дополнение к статье)

(Александр Семенович) — дипломат и писатель; умер в 1900 г.

Ионичееский архитектурный стиль

— см. Архитектура и Древнегреческое искусство.

Ионическая стена

— в древней метрике чередование двух долгих с двумя краткими слогами; когда краткие слоги предшествовали, И. стопа, называлась ionicus a minore Ионическая стена, когда предшествовали долгие — ionicus a maiore Ионическая стена.

Ионическое наречие

— см. Древнегреческий язык (И. и древнеионический диалекты).

Иония

— см. Ионяне.

Ионна

(Yonne) — 1) река северо-восточной Франции, в древности Icannus, 273 км длины, левый приток Сены, куда впадает при Монтеро. Слева принимает Бейврон, справа Кюр, Серен, Армансон и Бань. Судоходна на 120 км. Посредством канала Бургонского соединена с Саоной, Нивернайского — с Луарой. — 2) департамент во Франции; 7428 кв. км. 344688 жителей (1891). Горы достигают 609 м. Орошен реками: И., Кюр, Армансон, Бань, Луань и др.; судоходство на 245 км (153 км падает на каналы); 562 км железных дорог. Производит полосовое железо, машины, железные и стальные изделия, вина (в 1891 г. — 394014 гектолитров), шипучие вина, ликеры, уксус. Развито свеклосахарное производство. 5 округов, с 51 кантонами и 486 общинами. Главный город Оксерр.

Ср. Quantin, "Dictionnaire topographique du departement de L'Y." (П., 1862).

Ионон

— см. Фиалковое масло.

Ионструнит

— минерал из группы силикотитанатов; одноклиномерные вытянутые призмы; буровато-зеленый, от вываривания — желтый, просвечивающий. Содержит SiO 2, TiO2, F, Ce (La, Di), Na, Ca и ZrO 2. Южная Норвегия (в сиенитпегматите).

Ионы

(физ.) — По терминологии, введенной в учение об электричестве знаменитым Фарадеем, тело, подвергающееся разложению действием на него гальванического тока, называется электролитом, разложение таким путем — электролизом, а продукты разложения — ионами. Вещество, выделяющееся на аноде (положительном полюсе батареи), названо анион, выделяющееся на катоде (отрицательном полюсе) — катион. Так, при разложении воды гальваническим током, ее составные части, кислород и водород, суть И., а именно кислород — анион, водород — катион, Подробнее см. Гальванопроводность, Электролиз.

Ф. П.

Предыдущая страница Следующая страница