Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "И" (часть 23, Иоа)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "И" (часть 23, Иоа)

Предыдущая страница Следующая страница

Иоанн, в Библии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иоанн, венгерские короли

— см. Заполья и Гуниад.

Иоанн, герцог беррийский

(1340—1416) — герцог беррийский, третий сын французского короля Иоанна II; получил хорошее образование, любил литературу и искусство. Первоначально его уделом было Пуату, а когда оно, по договору в Бретиньи, было уступлено англичанам — Овернь и Берри; несколько времени он жил в Англии, в качестве заложника (см. Иоанн Добрый). Позже несколько раз принимал участие в войне с англичанами. Вместе с герцогом Бургундским присутствовал при кончине Карла V, который вверил их попечению своего сына, Карла VI. И. взял на себя управление Лангедоком. Возникшие в этой области, вследствие применений, беспорядки вызвали жестокую репрессию со стороны И. Вспыхнуло восстание; герцог немилосердно избивал и мучил восставших. Слухи о его жестокостях побудили Карла VI лично отправиться в Лангедок. Открылись чудовищные злоупотребления, вследствие чего управление Лангедоком было отнято у герцога беррийского, оставшегося, однако, одним из приближенных короля. В 1401 г. И. снова принял управление Лангедоком, но сам ехать туда не решился, вследствие сильного возбуждения против него местного населения. Когда Генрих V высадился во Франции, И. советовал не вступать в битву с англичанами, но не мог помешать битве при Азенкуре. Умер без мужского потомства, завещав свои огромные богатства королю и дофину. Из его коллекции рукописей многие находятся в Парижской национальной библиотеке.

Иоанн, герцог остерготландский

(1589—1618) — герцог остерготландский, сын шведского короля Иоанна III и второй жены его. В 1604 г. он отказался от всех своих прав на шведский престол в пользу дяди, Карла IX. После смерти последнего И. снова отказался от своих прав на корону в пользу Густава-Адольфа.

Иоанн, дьяк

— дьяк, переписал "Изборник" 1703 г. для великого князя Святослава Ярославича (см. соотв. статью).

Иоанн, епископ аксайский

(в миру Стефан Митропольский, род. в 1836 г.) — писатель, магистр Московской духовной академии, епископ аксайский, викарий донской епархии. Главные труды И.: "Из истории религиозных сект в Америке" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1875—1878); "История вселенских соборов" (Новочеркасск, 1896); "Отпадение западной церкви от восточной" (Новочеркасск, 1899).

Иоанн, епископ готский

— святой, епископ готский в Крыму, уроженец города Партенита. В 754 г., когда готский епископ, из угождения императору Константину Копрониму, подписал определения иконоборческого собора в Константинополе и в награду за то был сделан митрополитом ираклийским, готы, на место отступника, избрали И. Около 780 г. И. был в Царьграде и беседовал там с императрицей Ириной о правой вере. Возвратившись, застал главный город своей епархии занятым хазарами, которых готы, по убеждению И., изгнали. Но каган хазарский вскоре опять овладел городом, и И. должен был искать спасения в бегстве за море. Умер около 786 г. Останки его были погребены в парфенонском м-ре — нынешнем св. Георгия, близ Балаклавы. Првсл. црк. причислила И. к лику святых. Память 26 июня.

Ср. архим. Арсений, "Готская епархия в Крыму" ("Ж. М. Н. Пр." 1873 г., № 1); В. Васильевский, "Русско-визант. отрывки" ("Ж. М. Н. Пр.", 1878 г., № 1).

Иоанн, епископ смоленский

(в миру Владимир Соколов, 1818—1869) — известный проповедник и канонист, сын священника; окончив курс в Москов. духовной акад. и получив за сочинение "Стоглавый собор" ("Правосл. Собеседник", 1860, т. I и II) степень магистра, принял монашество, был проф. в СПб. дух. акад., ректором СПб. дух. семинарии и дух. акад. Казанской и СПб., викарием СПб. епархии, наконец, епископ. смоленским. Его "Опыт курса церковного законоведения" (СПб., 185 1— 52) был первой в России попыткой научной разработки церковного права и доставил ему степень доктора богословия. В тесной связи с этим трудом находится ряд отдельных статей в "Христианском Чтении" (1846—1865) и в "Правосл. Собеседнике" (1857—1869). Отрывки лекций И. по догматическому богословию напечатаны в "Христ. Чтении" (1875—1877 гг.). В Казани сильно увлекали слушателей лекции И. о последних судьбах человека, о смерти и загробной жизни. Рукописи этих лекций хранятся в библиотеке Казанской акад. Всего более прославился И. как проповедник, отводивший в этой области широкое место публицистическому элементу; ему случалось останавливаться на самых жгучих вопросах дня. Особенно памятны его проповеди 1859 г. об освобождения крестьян; он же внушил А. П. Щапову приготовить для академического акта речь: "Голос русской церкви в защиту несвободных людей". В печати ("Христ. Чтение" и "Правосл. Собеседник") имеются 60 проповедей И. Проповеди, произнесенные И. в Смоленске (о гласности, о характере современных лжеучений, о женском образовании, о женской эмансипации, о свободе политической и гражданской, о принципах суда и судящей совести и пр.), изданы отдельным сборником, под заглавием: "Беседы, поучения и речи" (Смоленск, 1871; 2 изд., 1876). Публицистический характер внесен И. и в "Православный Собеседник", редактированием которого он занимался в бытность ректором Казанской академии. Под его руководством "Правосл. Собеседник" сделался образцом для целого ряда последующих духовных журналов. Сам он напечатал в "Правосл. Собеседнике": "Нечто о современных отношениях римской церкви к православной" (1858, т. III); "Общество и духовенство" (1859, т. I): "О монашестве епископов" (1863, т. I и II) и др.

О личном характере И. часто вредившем его карьере, см. статью Аристова в "Историч. Вестнике" (1880 г. № 12). Ср. H. Романский, "Преосвященный И., епископ смоленский" ("Чтения в общ. любит. духовн. просвещения", М., 1887, №№ 2—9); Знаменский, "История Казанской дух. акад." (Казань, 1891—92).

Иоанн, епископ смоленский (дополнение к статье)

(в миру Владимир Сергеевич Соколов, 1818—1869) — епископ смоленский. О нем: С. Покровский, "Преосвященный И., епископ смоленский, как пастырь и руководитель пасомых" (Петрозаводск, 1902); П. Прокошев, "Канонические труды И., епископа смоленского" (Казань, 1895).

Иоанн, епископ суздальский

— святой, епископ суздальский, посвященный во епископы цареградским патриархом в Нижнем Новгороде, по желанию князя Константина Васильевича, в 1350 г. Ум. 15 октября 1373 г.

Иоанн, иеросхимонах

(1763—1849) — иеросхимонах козельской Введенской Оптиной пустыни. Воспитан в расколе, который оставил в 1790 г. и опровержению которого посвятил свои труды: "Доказательства древности трехперстного сложения и святительского именословного благословения" (М., 1839); "Дух мудрования некоторых раскольничьих толков" (М., 1841); "Доказательства непоколебимости и важности св. церкви" (М., 1849). По смерти И. были изд. его "Беседы в разрешение старообрядческих сомнений о принятии благословенных священников от правосл. вост. церкви" (M., 1851).

Иоанн, император Конго

— император негритянского государства Конго, королем Иоанном II Португальским был обращен в христианство (1490). Вместе с ним приняли новую веру жена его и сын, в крещении названный Альфонсом. Большая часть населения последовала примеру государя, после благополучного исхода войны с соседями, во время которой несли впереди знамя с изображением креста. После смерти И. наступили смуты, завершившиеся торжеством христианства; страна принуждена была подчиниться Португалии.

Иоанн, имя

(Иван, греч. Ίωάννης, лат. Joannes, нем. Johann, фр. Jean, испан. Juan, итал. Giovanni, англ. John, венг. Jànos) — имя многих исторических персонажей, как-то: святые, мученики и преподобные святители, духовные лица, государи, великие и удельные князья, восточные государи, короли, герцоги и принцы Западной Европы, государи других стран и проч.

Иоанн, кипрские короли

— имя двух королей кипрских из дома Лузиньянов: 1) И. I, коронован в 1284 г.; болезненный от рождения, он умер едва 30 лет, не успев прекратить смут ни на о-ве, ни в Палестине. — 2) И. II, король кипрский, иерусалимский и армянский, сын короля Яна (Janus), иногда ошибочно называемого Иоанном, наследовал отцу в 1432 г. От грозившего о-ву завоевания турками И. избавился лишь благодаря папе Евгению, снабдившего его деньгами, вырученными за продажу индульгенций; родосским иоаннитам он принужден был уступить, за отцовские долги, область Арса. После его смерти, дочь его Шарлотта, ранее бывшая замужем за португальским инфантом Иоанном, была провозглашена его наследницей. И. был последний король Кипра из дома Лузиньянов; после смерти его незаконного сына Иакова, завладевшего престолом, в 3460 г., но умершего уже в 1463 г., Кипр перешел во владение венецианцев.

Иоанн, константинопольские патриархи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иоанн, короли Арагонии

Иоанн I (1387—1395) — известен как покровитель провансальских трубадуров, основавший в Барселоне подобие тулузских jeux floraux (см. соотв. статью); народом был нелюбим за жестокость и дурное правление. — Иоанн II — король Арагонии, род. 1397 г., овладел престолом Наварры в 11425 г.; имел ряд столкновений со своим сыном дон-Карлосом де Виане, который, после смерти супруги И., Бланки (1441), должен был унаследовать Наварру. Сын принужден был бежать и впоследствии, когда И. унаследовал от своего дяди, Альфонса Великодушного, Сицилию и Арагонию (1458), одержал ряд успехов над отцом. И. пришлось в 1472 г. подавить серьезное восстание каталонцев; в 1473 г. ему не удалась попытка овладеть Русильоном, который он раньше сам должен был уступить Людовику XI. Ум. в 1479 г.

Иоанн, короли Кастилии и Леона

— 1) Иоанн I (1379—1390), сын Генриха Трастамаре, сделал попытку завладеть Португалией); увеличил привилегии кортесов. — 2) Иоанн II (1405—1454) — имел не более года при вступлении на престол; регентами во время малолетства его была его мать Екатерина, дядя его Фердинанд и Альваро де Луна. В 1427 г. И. изгнал де Луну, после чего возникла война между Генрихом Арагонским и И.; после битвы при Ольмедо (1444) де Луна был восстановлен в правах, но за новые интриги подвергся казни в 1453 г. И. был храбр, великодушен и учен, покровительствовал паукам и заставил правителя гренадских мавров признать себя его данником.

Иоанн, король Дании, Швеции и Норвегии

(Ганс) — король Дании, Швеции и Норвегии, сын Христиана I, род. в 1455 г., царствовал с 1481 по 1513 г. Избран был наследником всех трех скандинавских корон еще при жизни своего отца. В Дании, когда он вступил на престол, никто не оказывал ему сопротивления, но в Норвегии и Швеции стали обнаруживаться враждебные унии тенденции. Норвежской короной И. короновался только в 1483 г., подписав предварительно выборную грамоту (Handfeste), которою обеспечивал за норвежцами некоторые прерогативы. В Швеции поднялось восстание против нового короля; во главе его стоял Стен-Стуре Старший (см.). Потребовалось 14 лет искусных дипломатических интриг и войн, чтобы заставить шведов присягнуть И. Некоторые затруднения возникли в начале царствования И. и из-за герцогств Шлезвига и Голштинии. До тех пор нераздельные, они в силу договора 14 9 0 г. были поделены между королем и его младшим братом Фридрихом. Недоразумения и ссоры, возникшие вследствие дележа, были устранены лишь в 1494 г. на сейме в Коллундборге. В 1493 г. между И. и великим князем Иоанном III заключен был договор в Нарве; он имел в виду общие действия обоих государей против Швеции и ганзейцев. В 1500 г. И. предпринял войну против Дитмаршена (см. соотв. статью), с целью подчинить эту область датской короне. Жестокое поражение датского войска при Геммингштедте (пало несколько тысяч человек, в том числе знатнейшие представители дворянства; потеряно было национальное знамя Данеброг) заставило И. прекратить войну. — Узнав о несчастном ходе войны для датчан, шведы решились снова восстать. По смерти Стен-Стуре (1503), они сгруппировались около Сванте Нильссона Стуре, а с 1512 г. — около Стен Стуре Младшего. Покорить шведов оказалось для И. решительно невозможным, так как сторону их держали ганзейские города. Борьба с последними была заветной мечтою И., который с трудом переносил их торговое господство в своем королевстве. В морской войне, которая должна была решить вопрос о господстве ганзейцев на Балтийском море и в скандинавских государствах, датский флот, созданный И., нередко проявлял и храбрость, и большую опытность, но тем не менее не мог сломить силу ганзейцев. И. стал привлекать в Балтийское море голландцев и англичан, которые, однако, мало ему помогли в борьбе с Ганзой. В 1512 г. заключен был выгодный для Дании мир с городами в Мальме: несмотря на свои успехи, города должны были принять требования короля (продолжать войну было не под силу и им), высказанные им еще в 1507 г. на конгрессе в Ньючёпинге, т. е. чтобы города на время борьбы короля с Швецией прекратили всякие сношения с последней, чтобы голландцы имели право свободного плавания на Балтийском море и др. В 1512 г. шведы обещали королю покорность, согласились даже уплатить ему денежную контрибуцию, но этого обещания не сдержали: сыну И. пришлось снова начать с ними войну.

Ср. Paludan-Müller, "De forste Konger af den oldenborgske Slaegt" (1874); Allen, "Geschichte von Dänemark", в "Carl Lorck's Hansbibliothek" (1849); Waitz, "Streitigkeiten und Verhandlungen Lübeck mit K. J.", в "Hans-Geschichtsblätter"; его же. "Schleswig-Holsteinische Geschichte" (ч. II); Г. В. Форстен, "Борьба из-за господства на Балтийском море в XV и XVI ст." (1884, I, гл. III).

Г. Ф.

Иоанн, курфюрст бранденбургский

(Цицерон) — курфюрст бранденбургский (1455—1499), с 1479 г. управлял мархией Бранденбургской за отца своего Альбрехта-Ахилла, в 1486 г. сделался курфюрстом. Враг рискованной политики, И. склонил на свою сторону враждебные отцу его сословия строгим соблюдением законности и подавлением самоуправства рыцарей. В 1495 г. принимал живое участие в реформах вормского сейма. Прозвище Цицерон (Cicero Germauicus) он получил за прекрасное знание латинского языка и любовь к гуманистическим наукам.

м. Droysen, "Geschichte der preussischen Politik" (Лпц., 1869—70, т. II).

Иоанн, лжецаревич

— см. Ивашка.

Иоанн, маркграф бранденбург-кюстринский

(1513—1571) — маркграф бранденбург-кюстринский, обыкновенно именуемый Гансом Кюстринским, второй сын курфюрста Иоахима Бранденбургского. Получив после смерти отца, так называемую Новую Мархию (Neumark), И. укрепил гг. Кюстрин и Пейтц, сильно поднял уровень благосостояния подданных и в 1536 году примкнул к реформации и вступил в шмалькальденский союз. Во время Шмалькальденской войны он изменил своей партии и помог императору, особенно своим участием в мюльбергской битве; интериму, впрочем, он не захотел подчиниться. В войне с Францией он помогал Карлу и принимал участие в осаде Метца. После смерти его Новая Мархия была соединена с курфюршеством.

Иоанн, митрополит тобольский

(Максимович) — митрополит тобольский (1651—1715). Уроженец города Нежина, сын шляхтича, воспитанник Киевской акад., И. был преподавателем в Киевской акад. В 1679 г. ездил в Москву с просьбой о помощи по поводу разорения заднепровской Малороссии турками. После нескольких лет настоятельства в разных м-рях Г., в 1695 г., посвящен, по представлению гетмана Мазепы, во епископы, а вскоре пожалован и в архиепископы черниговские. В 1711 г. Петр В. назначил его на тобольскую кафедру митрополитом всей Сибири. Здесь он заботился о распространении христианства, посылая миссии к остякам, вогуличам и другим инородцам, и об устройстве славяно-латинской школы, основанной еще митроп. Филофеем Лещинским, в 1703 г. Соч. И.: "Феатр нравоучительный, или нравоучительное зерцало для царей, князей и деспотов" (1703); "Алфавит, сложенный от писаний" (1705) — краткие жизнеописания святых и пустынников, написанные силлабическими стихами; "Вирши и три проповеди" (1705); "Богородице Дево радуйся" — толкование на богородичную молитву, в стихах (1707); "Богомыслие на пользу правоверным" — сборник статей, относящихся до разных предметов веры и нравственности (1711); "Осмь блаженства евангельские" — толкование в стихах (1709), и др.

См. "Жизнь Иоанна М." (М., 1849), "Журн. Мин. Нар. Пр." (1850 г., ч. 68) и "Странник" (1870 г., 11).

Иоанн, новгородские посадники

(чаще Иван) — имя нескольких новгородских посадников, из которых более замечательны: 1) И. Александрович — в 1386 г. выходил на встречу к Димитрию Донскому, шедшему на Новгород, с челобитьем о мире. В 1393 г. был один из предводителей новгородского войска, вторгшегося в пределы Москов. вел. княжества. — 2) И. Афанасьевич — в 1464 г. ездил к вел. князю с жалобой на Псков; в 1476 г. встречал вел. князя, ехавшего в Новгород "на суд и на управу"; вместе с сыном Елевферием был схвачен и отвезен в Москву, по обвинению в намерении передаться польскому королю; освобожден по ходатайству архиеп. Феофила. — 3) И. Богданович († 1419) — в 1397 г. предводительствовал новгородскими войсками против посланных на Двину великокняжеских воевод. — 4) И. Васильевич — в 1435 г. ходил наказать Великие Луки и Ржеву за то, что они не хотели платить дани. Он посадничал и в Русе (1442). После 1471 г. вместе с другими посадниками ездил к вел. князю и заключил договор, по которому вел. князь обязывался держать новгородцев "по старине и по пошлине", а новгородцы — держать княжение его "честно и грозно" и за короля польского не задаваться. — 5) И. (Иванко) Дмитриевич выбран в посадники в 1220 г. на место посадника Твердислава; был вождем боярской партии во время борьбы с кн. Георгием Всеволодовичем; новгородцы клялись умереть за св. Софию и за И. В 1228 г. И. участвовал в неудачном походе Ярослава Всеволодовича на Псков, а в следующем году новгородцы лишили его посадничества в Новгороде; новоторжцы не приняли его к себе, и он ушел к кн. Ярославу. В 1238 г. он был посадником в Торжке и погиб при осаде его татарами. — 6) И. Павлович выбран в посадники в 1136 г.; убит в сражении на Ждановой горе (1136), когда новгородцы заставили кн. Всеволода-Гавриила идти вторично на Суздальскую землю, чтобы отомстить суздальцам за первый неудачный поход того же года. По отзывам летописи, И. П. был "храбр зело". См.: 1) "П. С. Р. Л." (III, 107, 135; IV, 93, 100, 115; V, 241, 245); Карамзин (V, пр. 149); Григорович, "Опыт о посадниках новгородских" (114 посадн.); Амвросий, "Ист. росс. иерархии" (III, 559); 2) "П. С. Р. Л." (IV, 130, 228, 251; VI, 18, 33, 203—205; VIII, 182); "Никон. летоп." (VI, 62); "Арханг. летоп." (154); Григорович (156 посадн.); 3) "П. С. Р. Л." (III, 99, 106, 108,138); Григорович (113 посадн.); 4) "П. С. Р. Л." (III, 111—114); "Никон. летоп." (V, 119). "Собр. Гос. Гр. и Дог." (I, №№ 20—21); Карамзин (V, пр. 283, 386; VI; пр. 66); Григорович (194, 242); 5) "П. С. Р. Л." (I, 216, 225; III, 41—43, 52, IV, 27—28, 34; VII, 128, 143; IX, 87; X, 87); Татищев (III. 433), Григорович (47 посадн.); 6) "П. С. Р. Л." (II, 14; III, 6; IV, 4; V, 157; VII, 30); Григорович (15 посадн.); "История", Щербатова (II, 136).

А. Э.

Иоанн, писатели

— имя трех писателей: 1) иерусалимский монах, известен краткой историей иконоборцев; жил в VIII в. С ним отожествляется обыкновенно И., автор жития И. Дамаскина; — 2) соотечественник историка церкви Евагрия (см. соотв. статью), описавший изгнание персидского царя Хозроя II и его восстановление на престоле имп. Маврикием (591) соч. его впервые издал К. Б. Газе, в 1819 г.; — 3) сицилиец, писатель IX, ХII или XIV вв.; биография его неизвестна. Написал хронику, доведенную до 866 г. (почти одни выписки из Георгия Амартола). Он же оставил ряд богословских и философских произведений и речей.

Иоанн, польские короли

— см. Ян.

Иоанн, псковский дьяк

(Ивашко) — псковский дьяк, в 1463 г., во время войны с немцами, партией охочих людей избран был воеводой, ходил за Изборск и с большой добычей возвратился домой. В 1471 г. псковичи, по приказу вел. кн., пошли на Новгород. Во главе охочих людей, которых собралось более 1 1/2 тыс., стал, между прочим, тот же И., но они были наголову разбиты новгородцами.

"П. С. Р. Л." (IV, 223, 241; V, 34)

А. Э.

Иоанн, римские папы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иоанн, секретарь императора Гонория

— секретарь (primicerius notariorum) императора Гонория, после смерти этого государя в 423 г. объявил себя государем Италии, Галлии и Испании. Осажденный имп. Валентинианом III в Равенне, обманом взят в плен и казнен в 425 г.

Иоанн, составитель "Цветника"

— иеромонах, составитель "Цветника", т. е. сборника кратких историй о св. отцах и повестей духовно-назидательного содержания. Труд И. издан в Киеве Спиридоном Соболем, в 1728 г.

Иоанн, составитель Новгородской летописи

— "поп", новгородский священник, составитель Новгородской летописи, драгоценной, между прочим, тем, что при ней найден Татищевым первый список "Русской Правды".

Иоанн, экзарх болгарский

— экзарх болгарский, писатель, современник болгарского царя Симеона (X в.). Известия о его жизни ограничиваются предположениями и сближениями, но достоверные данные памятников свидетельствуют, что он был сотрудником царя Симеона в его просветительной деятельности. Ему принадлежит перевод Богословия Иоанна Дамаскина на славянский язык, а также Шестоднев, или толкование первых глав Книги Бытия. При составлении этого труда И. пользовался сочинениями Севериана Гевальского, св. Василия Великого и Иоанна Златоуста, а также Аристотелем, Платоном и др. Древнейший из сохранившихся списков Шестоднева сделан в 1263 г. Феодором Грамматиком в мон-ре. Хиландаре и хранится в Синодальной моск. библиотеке. И. перевел еще греческую грамматику Иоанна Дамаскина (применительно к славянскому яз.), Диалектику, или Философию, того же Дамаскина и несколько "Слов". Как видно из некоторых мест Шестоднева, И. принадлежал к числу ученейших людей своего времени; он знал языки славянский, греческий и еврейский, имел глубокие познания в книгах св. Писания и знал как творения св. Отцов, так и философов древней Греции. Два слова, приписываемые И.: "Слово на вшествие Господа нашего Иисуса Христа" и "Слово на Преображение" были заподозрены Калайдовичем, но, по мнению Бодянского, вполне могут быть приписываемы И.

Ср. Калайдович, "И. Экзарх Болгарский" (М., 1824); Палаузов, "Век болгарского царя Симеона" (СПб., 1852).

В. П.

Иоанн, юродивый московский

— святой, юродивый московский, наз. "водоносцем", по занятию в солеварнях, Под конец жизни подвизался в Москве, где постоянно, при встрече с Годуновым, говорил ему: "Умная голова, разбирай Божии дела; Бог долго ждет, да больно бьет". Умер 3 июля 1589 г. Мощи его открыты 12 июня 1672 г.

Иоанн, юродивый устюжский

— святой, юродивый устюжский; род. близ города Устюга; по смерти матери, бывшей игуменьей Орловского женского м-ря, стал юродствовать в г. Устюге. Умер 29 мая 1494 г. На его родине построена церковь во имя блаженного Иоанна.

Иоанн-Адольф II

— герцог саксен-вейссенфельский (1685—1746); наследовал брату своему Христиану в 1736 г. Участвовал в саксонско-польских войнах, в 1734 г. с 12000 саксонцев осаждал в Данциге Станислава Лещинского, в 1744 г. принудил Фридриха Великого отступить из Богемии. В 1745 г., вместе с австрийцами, был разбит при Гогенфридберге. С ним вымерла линия Вейссенфельс, и ее владения перешли к курфюрстам саксонским.

Иоанн-Александр

— царь болгарский, сын сестры болгарского царя Михаила II Срацимировича, в 1332 г. возведен на болгарский престол, возвратил от греков все утраченное болгарами после смерти Михаила и владел сев. Фракией по Филиппополь включительно. В распре Кантакузена с Палеологами принимал сторону то первого, то последних, но всегда терпел поражения от турок, союзников Кантакузена. В 1364 г. турки отняли у Болгарии Филиппополь и весь окрестный край и принудили И.-A. к унизительному миру: он должен был выдать за султана Мурата свою дочь, Фамарь, и признать верховную власть султана. Вскоре после этого (по одному показанию — в 1371 г., по другим — в 1365 г.) И.-A. умер. На соборе при И.-A. осуждены были варлаамова и акиндимова ереси, к которым присоединились верования адамитские и скопческие. Вслед за тем появилось в Болгарии адамитство в более определенной форме, но оно было мирным образом прекращено проповедью св. отшельника Феодосия. Ересь жидовствующих, отвергавшая причастие, церкви, иконы и священство, опиралась, по всей вероятности, на вторую жену И.-A., родом еврейку, принявшую православие под именем Феодоры. И.-A. снова созвал собор, особенно торжественный, после чего была подавлена и эта ересь. Вместе с тем, по приговору царя и собора, евреи лишены были права быть "властителями" в Болгарии и сравнены с рабами.

См. житие св. Феодосия Трновского, напеч. в "Чтениях в общ. ист. и древн. росс." (1860 г., кн. I).

Иоанн-Баптист-Гастон-Орлеан

— см. Орлеанский дом.

Иоанн-Баптист-Иосиф

— эрцгерцог австрийский (1782—1859), генерал-фельдмаршал (австрийский и русский), сын императора Леопольда II и испанской инфанты Марии-Луизы, имел особенную склонность к военному искусству. Участвовал неоднократно в наполеоновских войнах. Несмотря на выдающуюся личную храбрость, не раз терпел поражения от французских генералов (в 1800 г. — при Гогенлиндене, в 1809 г. — при Раабе). Главным центром деятельности И. был Тироль, где он подготовлял народ к восстанию против французов. В 1815 г., командуя австр. резервной армией, взял крепость Гюнинген. В мирное время усердно занимаясь историей и естествоведением, И. объехал из конца в конец Тироль, Штирию, Каринтию, собрал богатые естеств.-историч. и археолог. коллекции, которыми обогатил Инсбрукский унив. и дал возможность сопровождавшим его специалистам исследовать весь этот край в историческом, этнографическом и экономическом отношениях. Он заботился также об улучшении системы укреплений и о целесообразном устройстве сети сухопутных и водяных сообщений. События 1848 г. выдвинули его снова на политическое поприще. Имп. Фердинанд, оставив Вену, назначил его там своим наместником; вместе с тем, национальное собрание в Франкфурте выбрало его имперским викарием (Reichsverweser; см. соотв. статью и Германия); в этой должности он оставался до 20 дек. 1849 г. В Граце ему в 1878 г. поставлен памятник.

Из нов. соч. об И. см. A. Schlosser, "Erzherzog J. v. O. und sein Einfluss auf das Kulturleben der Steiermark" (Вена, 1879 и 1880).

Иоанн-Вильгельм

— герцог саксонский (1530—1573), второй сын Иоанна-Фридриха Великодушного. Во время бытности последнего в плену, а также после его смерти, И.-B. одно время управлял государством вместе с старшим братом, Иоанном-Фридрихом. В 1557 г. он вступил в испанское войско и участвовал в сражении при Сен-Кантене, но вскоре перешел на французскую службу. После смерти старшего брата, И.-B. разделил оставшиеся после него владения с младшим братом, Иоанном-Фридрихом Младшим: учреждены были два герцогства, Веймарское и Кобургское, которыми братья должны были меняться через каждые три года. На Аугсбургском сейме Иоанн-Фридрих Младший был лишен своих верховных прав и И.-Вильгельм сделался единовластным обладателем всех эрнестинских владений. Заботясь о примирении религиозных несогласий, И.-B. собирал в Альтенберте тюрингенских ученых, но пятимесячные прения не привели ни к какому результату. Получая субсидии от французского короля, И.-B. вынужден был послать ему помощь против гугенотов, оправдывая это тем, что считает их мятежниками против королевской власти. После мира в Лонжюмо И.-B. отозвал свое войско обратно. В 1572 г. в Эрфурте собралась имперская комиссия, которая, несмотря на протесты И.-B., отделила часть его земель в пользу детей его брата Иоанна-Фридриха, при чем за И.-B. остались Веймар, Иена и Альтенбург.

Иоанн-Владислав

— 25-й царь Болгарии, сын Арона, сначала друг византийцев, беспощадно истребил всех своих родственников и этим путем достиг власти над Болгарией, но ненадолго, ибо вскоре изменил свои отношения к Византии и затеял с ней войну, в которой и погиб, при осаде Драча (1018).

Иоанн-Георг

прозванный Oeconomus — курфюрст бранденбургский (1525—1598); после смерти отца, курфюрста Иоахима II, и дяди, Иоанна Кюстринского (оба † 1571), соединил в своих руках все бранденбургские земли. С большою суровостью взялся он за искоренение оставшихся после отца его непорядков: велел замучить до смерти заведовавшего монетным делом еврея Липпольда, удалил многих из советников отца, заточил его любовницу Анну Сидов, и большой бережливостью сократил сумму государственного долга. Сословиям, взявшим на себя уплату 1 млн. талеров долга, И. подтвердил их привилегии и дал им еще новые права. Из ненависти к кальвинистам он позволил иезуитам ряд самоуправств и после введения формулы конкордии (см.) строго преследовал всякие отклонения от ней в своих владениях. Он принял к себе бежавших нидерландцев; основал Берлинскую гимназию "zum grauen Kloster". От трех жен у И. было 23 человека детей; с наследным принцем Иоахимом-Фридрихом у него возникла ссора, когда он, для детей от последнего брака, захотел разделить бранденбургские владения, вопреки гогенцоллернскому семейному закону ("Dispositio Achillea").

Иоанн-Георг I

— курфюрст саксонский (1585—1656), наследовал в 1611 г. брату своему Христиану II, на которого имел большое влияние в смысле сближения с императором. Этой политике И. остался верен и сделавшись курфюрстом. От Пфальца и унии отдаляли И. антагонизм лютеранина с кальвинистами и политическая вражда к Эрнестинской линии. При выборе нового короля, И. подал голос за Фердинанда, злейшего врага протестантов. Самому И. предлагали чешскую корону, но он считал. неудобным отделять эту корону от императорской. В начале 30-летней войны И. охотно согласился поддерживать императора, послал войско в Верхнюю Лузацию и взял Бауцен. Жители Лузации и Силезии подчинились Фердинанду, получив признание своей религиозной и гражданской свободы и обещание ее охраны со стороны курфюрста. Когда Фердинанд не исполнил своего обязательства, И. счел это за личное оскорбление, но долго еще не решался открыто высказаться против императора. Только в 1631 г. он объявил, что не может долее терпеть притеснения протестантов, и собрал евангелический конвент в Лейпциге, оставшийся без результатов. Предложений Густава-Адольфа И. долго не принимал, несмотря на усилия своей жены Магдалины-Сивиллы, ревностной протестантки. Причиной падения Магдебурга была медлительность И. в разрешении шведскому королю перейти через Эльбу у Виттенберга. Только тогда, когда Тилди бросился на еще нетронутую войной Саксонию, И. решился заключить союз с шведами. В битве при Брейтенфельде (Лейпциге) И. показал себя далеко не храбрым. Густав-Адольф поручил ему осаду Лейпцига и занятие Богемии. Образ действий И. в Праге показал его склонность к сближению с императором, но заключить с ним мир И. решился лишь после смерти Густава-Адольфа и поражения протестантов при Нёрдлингене. Условия пражского договора (1635) были невыгодны для протестантов и заставили их смотреть на И. как на предателя. При переговорах о мире в Оснабрюке И. противился восстановлению протестантизма в Богемии и распространению религиозного мира на реформатов. На сейме 1653 г. И. отвергал учреждение " Corpus Evangelicorum " и принял его лишь для того, чтобы не дать перевеса Бранденбургу. Изменивший своим единоверцам, И. не встретил, однако, благодарности со стороны Австрии. Вопреки существовавшему в Саксонии праву первородства, И. оставил часть своих владений трем младшим сыновьям своим, Августу, Христиану и Морицу, и основал, таким образом, боковые линии Саксен-Вейссенфельс, Мерзебург и Наумбург, угасшие в XVIII в.

См. Müller, "Kurfürst Johann-Georg I, seine Familie und sein Hof" (1838).

Иоанн-Георг II

— сын И.-Г. I, курфюрст саксонский (1613—1680). Роскошь саксонского двора составляла при нем резкий контраст с бедственным положением разоренной страны. И. был любитель искусств, особенно музыки; он построил первый постоянный театр в Германии и украсил Дрезден многими зданиями. Во внешней политике И. поддавался сначала влиянию Людовика XIV, с которым вошел в прямые сношения и заключил союз в Регенсбурге. Старания антифранцузской партии при саксонском дворе произвели, однако, некоторые колебания в саксонской политике. И. начал переговоры с императором, а в 1673 г. выставил даже 3000 саксонцев против Тюренна, но вскоре отозвал их обратно. Позже он обещал французскому королю мешать избранию эрцгерцога австрийского в римские короли, а хлопотать об избрании самого Людовика, дофина или кого-либо угодного французскому королю, но в то же время вел переговоры с Баварией и императором о союзе против Франции.

См. Helbig, "Johann Philipp v. Mainz u. Johann Georg II v. Sachsen".

Иоанн-Георг III

— с 1680 г. курфюрст саксонский (1647—1691), напоминал своего отца, И.-Георга II, любовью к удовольствиям, музыке, итальянским певцам, но отличался от него твердостью характера и сознанием долга по отношении к императору и империи. Он прекратил двусмысленные отношения к Франции, старался о сближении с курфюрстом бранденбургским, помогал императору в войне с турками, лично участвовал в походе против них (1688) и при возобновлении войны с Францией принял на себя, несмотря на болезнь, командование имперской армией. Ум. в начале военных действий.

Иоанн-Георг IV

— курфюрст саксонский, сын И.-Г. III (1668—1694), наследовал ему в 1691 г. Несчастьем его жизни была страсть к Магдалине-Сивилле Нейшютц, дочери гвардейского офицера; по суеверию того времени, эту страсть приписывали колдовству. Политическим руководителем И. был Шёнинг, который, желая отвлечь его от увлечения М. Нейшютц, устроил брак его с вдовствующей маркграфиней Элеонорой Ансбахской; но брак этот не привел к желанной цели и был очень несчастлив. Шёнинг старался положить конец эксплуатации Саксонии Австрией и настаивал на поддержке императором прав курфюрста на Лауенбург, против Бранденбурга. Когда эти требования были отклонены, И. отозвал с Рейна свои войска. Тогда император захватил Шёнинга в Теплице и заключил его в крепость. Титул имперской графини фон Рохлиц, данный императором М.-С. Нейшютц, склонил, однако, И. к новому союзу с императором. Он выставил 12000 чел. против французов и, при известии о разорении Гейдельберга, сам двинулся к Рейну; но рождение дочери от М. Нейшютц заставило его промедлить, и французы могли без помехи двигаться вперед. Чрезвычайно расстроенный тем, что маркграф баденский не признавал его главнокомандующим имперской армией, а также напрасными усилиями освободить Шёнинга, И. IV грозил отозвать свои войска, но заразился оспой от умирающей Нейшютц и умер.

См. Heibig, "Johann Georg IV und H.-A. v. Schöning"

Иоанн-Георг шевалье де Сакс

— шевалье де Сакс, незаконный сын Августа Сильного Саксонского и княгини Любомирской. В начале Семилетней войны он был взят в плен пруссаками, после освобождения из плена был назначен главнокомандующим саксонской армией, директором Военной коллегии и дрезденским губернатором. Ум. в 1174 г.

См. O'Byrn, "Joh.-Georg Chevalier de Saxe" (Дрезд., 1776)

Иоанн-Казимир, герцог саксонский

(1564—1633) — герцог саксонский, сын И.-Фридриха Среднего. После заточения отца И. находился сначала под опекой курфюрста Августа Саксонского, на дочери которого, Анне, он женился; за неверность он держал ее в тюрьме до 1613 г. Он способствовал улучшению церквей и школ, покровительствовал наукам и искусствам, соорудил много полезных зданий. В Тридцатилетнюю войну он сперва придерживался нейтралитета, потом примкнул к Густаву-Адольфу. Умер бездетным; земли его перешли к младшему брату, И.-Эрнсту III (1566—1638), а после смерти последнего — к Альтенбургу и Веймару.

Иоанн-Казимир, пфальцграф рейнский

(1543—1592) — пфальцграф рейнский, четвертый сын курфюрста Фридриха III Благочестивого; в 1567 году успешно помогал гугенотам; с меньшим успехом в 1575 и 1576 г. сражался во Франции, а в 1578 г. — в Нидерландах. В 1583 г. И. сделался опекуном своего племянника Фридриха IV и, в качестве администратора, ввел во всем Пфальце реформатство; жителям Пфальца, таким образом, пришлось третий раз в течение столетия менять веру. Свою жену Елизавету Саксонскую, дочь курфюрста Августа, И. в 1589 г. заточил, за неверность и покушение на убийство. Письма его издал Бецольд: "Briefe des Pfalzgrafen Johann Kasimirs" (Мюнхен, 1882—84).

Иоанн-Карл-Мария-Исидор

— иначе именуемый дон Хуан де Бурбон (1822—1877), второй сын испанского претендента дона Карлоса, в 1868 г. отказался от прав на испанский престол в пользу сына своего дона-Карлоса, герцога мадридского, нынешнего вождя карлистов.

Иоанн-Мориц

— князь нассау-энгенский, нидерландский фельдмаршал, прозванный "бразилианцем" (1604—79); в 1621 г. поступи на службу к Нидерланд, правительству, отправился в качестве губернатора вест-индского общества в Бразилию, взял там в 1637 г. город св. Георгия дель-Мина, в 1643 г. предпринял экспедицию в Чили. В 1647 г. поступил на службу Бранденбурга; в 1661 г. заключил оборонительный союз между Англией и Бранденбургом, в 1672—1674 г. сражался против Людовика XIV и отличился в сражении при Сенефе (1674).

О нем Driesen, "Leben des Fürsten Johann: Moritz v. Nassau-Siegen" (Б., 1849).

Иоанн-Непомук-Мария-Иосиф

— король саксонский (1854—1873), младший сын принца Максимилиана и принцессы Каролины Пармской; родился в 1801 г., получил прекрасное образование. В 1823 г. И. поступил в тайную финансовую коллегию, усердно, вместе с тем, занимаясь литературой; в 1828 г., под псевдонимом Philalethes, он издал стихотворный перевод первых 10 песен Дантова "Ада", а к 1849 г. закончил перевод всей "Божественной Комедии" (издания 1849, 1865; дешевые издания 1868, 1871, 1877, 1891). В 1831 г. он сделался членом саксонской первой палаты; саксонская конституция того же года отчасти составлена им. В 1854 г., после смерти брата, Фридриха-Августа, И. вступил на престол. До 1866 г. он стоял на стороне Германского союза, за реформу которого, в духе австр. предложений, он усердно ратовал на съезде государей во Франкфурте-на-Майне (1 863; см. Германия). Когда началась война 1866 г., И. принял сторону Австрии, предоставив командование саксонским войском сыну своему Альберту. По окончании войны, И. примкнул к северогерманскому союзу и верно стоял на его стороне, как потом и на стороне Германской империи. На основании рукописных его заметок написано соч. Falkenstein'a, "Johann, König v. Sachsen" (Дрезд., 1878), и его же статья в "Allgemeine Deutsche Biographie" (т. XIV).

См. также Giessler, "König Johann v. Sachsen" (Пирна, 1874).

Иоанн-Непомук-Сальватор

— эрцгерцог австрийский, род. в 1852 г., младший сын великого герцога Леопольда II Тосканского, в 1888 г. участвовал в боснийском походе, в 1879 г. был дивизионным командиром. Брошюра его: "Дрессировка или воспитание" (" Drill oder Erziehung", 3 изд., Вена, 1883) вызвала неудовольствие в высших сферах и перевод его в Линц; еще менее понравилась его кандидатура на болгарский престол (1886). Лишенный начальства над дивизией, И. вышел в отставку, изучал мореходное дело, выдержал экзамен на шкипера дальнего плавания и в окт. 1889 г. отказался от титула, прав и эрцгерцогского удела, приняв — по одному из замков его матери, на Гмунденском оз., — фамилию Орт (Orth). Летом 1890 г. он на парусном судне "Маргарита" выехал из Гамбурга в Буэнос-Айрес, откуда направился в Вальпараисо. Во время последней поездки он, по-видимому, погиб, так как с тех пор вестей о нем не было. И. написал еще: "Betrachtungen über die Organisation der cesterr. Artillerie" (анонимно, Вена, 1875); "Geschichte des K. K. Linien-Infanterie Regiments Erzherzog Wilhelm № 12" (В., 1877—80); "Einblicke ш den Spiritismus" (Линц, 1885). И. был и композитором и написал либретто балета "Ассассины".

Иоанн-Сигизмунд

или И.-Сигмунд — курфюрст бранденбургский (1572—1619), сын курфюрста Иоахима-Фридриха, которому наследовал в 1608 г. В 1609 г., когда умер последний потомок Юлих-Клевских герцогов, И., одновременно с Пфальц-Нейбургом, заявил о своих правах на наследство. По дортмундскому договору страна была отдана в совместное управление обоих претендентов. По ксантенскому договору 1614 г. и некоторым дополнительным произошло второе разделение, после которого Клеве, Марк и Равенсбург отошли к Бранденбургу, а Юлих-Берг — к Пфальц-Нейбургу. Вост. Пруссия, права на которую после смерти последнего герцога (1618) перешли к И., подчинилась ему лишь тогда, когда И. признал верховенство Польши. В 1613 г. И. перешел в реформатство, но особым "реверсом" 1615 г. разрешил подданным оставаться при строгом лютеранстве или формуле конкордии. Как кальвинисту, ему пришлось потом бороться с оппозицией сословий в Вост. Пруссии и Бранденбурге, причем на сторону его противников стала собственная жена его Анна, ревностная лютеранка.

Иоанн-Фридрих II Средний

(1529—95) — герцог саксонский, старший сын Иоанна-Фридриха Великодушного. После смерти отца он себе взял Веймар и Готу, а брату И.-Вильгельму отдал Кобург. Он был ревностным лютеранином и принимал участие в споре Флация с вюртембергскими богословами. Приняв в Готе подвернувшегося опале Вильгельма Грумбаха (см. соотв. статью), он в 1566 г. сам разделил с ним опалу и в 1567 г. был взят в плен, в котором и умер. Его сыновьям, И.-Казимиру и И.-Эрнесту, отданы были отцовские владения, с назначением над ними опеки.

См. Beck, "Johann-Friedrich" (Веймар, 1858).

Иоанн-Фридрих Великодушный

— курфюрст саксонский (1532—1547), старший сын И. Твердого, род. в 1503 г. Сначала И. правил вместе со своим братом И., Эрнестом. Секуляризация им духовных владений в Цейтце и Вирцене привела к распре между ним и двоюродным его братом, Морицем Саксонским, который вышел из шмалькальденского союза и взялся наказать И., в силу произнесенной над ним императором опалы. В сражении при Мюльберге, в 15 4 6 г., И. взят в плен и низложен (см. Шмалькальденская война). Приговоренный Карлом V к смерти, но помилованный, И. подписал виттенбергскую капитуляцию, доставившую герцогу Морицу Саксонское курфюршество (1548). И. оставался в плену, пока Мориц своим нападением на императора близ Инсбрука, в 1552 г., не освободил его. По наумбургскому договору 1554 г. за ним укреплены были земли, составлявшие затем владение Эрнестинской линии. И.-Ф. был последним из эрнестинских курфюрстов.

См. Burckhardt, "Gefangenschaft Job. Friedrichs des Grossmütigen" (Вена, 1843).

Иоанн-Шишман и Иоанн-Срацимир

— последние болгарские цари, сыновья Иоанна-Александра (см.), по смерти которого одновременно управляли разделенной на две части страной и владели: первый — Трновом и восточной Болгарией, с остававшеюся за ней частью Фракии, второй — Виддином и западной Болгарией. И.-Шишман, при самом начале своего правления, в 1871—72 гг., подвергся нападению турок, но на этот раз успел спастись уступкой части своих владений. В 1393—94 гг. турки взяли столицу царства, Трнов, и низложили И.-Ш. Область И.-Срацимира была покорена турками в 1398 г. О дальнейшей судьбе обоих братьев нет точных сведений.

Иоанн-Эрнст

— герцог саксен-веймарский (1594—1626), наследовал своему отцу Иоанну, состоял на службе сначала у Фридриха V Пфальцского, потом у короля Христиана Датского. В 1626 г. покорил почти всю Силезию, но был разбит Валленштейном и пробился в Венгрию, где и умер.

Иоанна I

— королева неаполитанская, в 1343 г. наследовала престол после деда своего Роберта (отец ее, Карл Калабрийский, ум. в 1328 г.). Первый муж И., Андрей Венгерский, был задушен по ее повелению. Когда явился в Неаполь венгерский король Людовик I, чтобы отмстить за брата, многие немедленно перешли на его сторону; но после возвращения его в Венгрию общественное мнение склонилось на сторону И., которая, между тем, вышла замуж за Людовика Тарентского (1346) и снова приняла правление, а в 1352 г. была признана и Венгрией. Блеск, которого достиг ее двор благодаря покровительству литературе и искусству, составлял резкий контраст с бедностью и угнетенным состоянием народа. Когда во время великого церковного раскола И. примкнула к партии авиньонского папы Климента VII, противник его, римский папа Урбан VI, отлучил И. от црк. и, как ленный властитель Неаполя, признал королем Карла Дураццо Младшего, под именем Карла III. И., бывшая в третьем браке за Иаковом III, королем Майорки, а затем вступившая в четвертый брак с авантюристом Оттоном Брауншвейгским, усыновила и объявила своим наследником герцога Людовика Анжуйского; но прежде чем он успел оказать ей помощь, она была захвачена Карлом III и задушена, в 1382 г.

Иоанна II

— королева неаполитанская (1414—35), дочь Карла III из фамилии Дураццо, наследовала престол после брата своего Владислава, 44 лет от роду; вступила в брак с графом Иаковом Бурбоном, который вскоре покинул ее и возвратился на родину. Герцог Анжуйский, Людовик III попытался, опираясь на завещание Иоанны I (которым Неаполитанское королевство предоставлялось деду его, Людовику I), захватить Неаполь, вследствие чего И. призвала Альфонса V Арагонского и объявила его своим наследником (1421 г.). Альфонс V приступил к водворению порядка в расшатанном государстве; но когда он заключил под стражу любовника королевы, Карачолли, то И. из мести признала наследником Людовика (1423) и с его помощью удержала правление. После смерти Людовика она назначила наследником его брата Рене. С И. угас королевский неаполитанский дом, основанный Карлом I Анжуйским.

Иоанна Безумная

— дочь Фердинанда и Изабеллы Испанских; род. 1479 г.; в 1496 г. была выдана замуж за эрцгерцога Филиппа Австрийского, которому родила Карла V. Смерть мужа в 1506 г. сильно подействовала на нее: она долгое время противилась похоронам его, потом впала в сильную меланхолию, с временными приступами бешенства, которые делали необходимым постоянный надзор за ней; Тем не менее она дожила до 73 лет († 1555). После смерти Изабеллы (1504) она, по закону, должна была вступить на престол Кастилии, но фактически он перешел к Фердинанду.

Иоанна Богослова остров

— Алеутской гряды, из группы Лисьих островов, верстах в 35 к ССЗ от северной оконечности Умнака. Окружность до 5 в.; имеет вид крутой пирамиды, с огромными столбами по бокам. Остров поднялся со дна морского в 1796 г. при ощутительном землетрясении. Впервые остров посещен промышленниками в 1814 г., причем почва была еще настолько горяча, что на нее нельзя было ступить; виднелись дымящиеся трещины, на сев. сторону текла лава, южная же сторона в то время уже остыла.

Иоанна Грей

— см. Грей.

Иоанна д'Альбре

— см. Альбре.

Иоанна Иерусалимского австрийский орден

— см. Мальтийский орден и Иоанниты.

Иоанна Иерусалимского прусский орден

— установлен в память упраздненной балеи рыцарского ордена Иоаннитов (см.). Учрежден королем Фридрихом-Вильгельмом III 23 мая 1812 г. Знак ордена — белый финифтяный восьмиконечный крест, между концами которого золотые (а у почетных членов — черные) орлы. К кресту прикреплена корона. Лента черная.

Иоанна Латеранского орден

— папский орден, учрежденный в 1560 г. папой Пием IV для лиц недуховных.

Иоанна св. орден

— в республике Никарагуа. Имеет три степени. Знак: белый финифтяный восьмиконечный крест в золотой оправе с шариками.

Иоанна св. ордена

— различные ордена, братства и конгрегации, избиравшие покровителем апостола Иоанна. Духовный орден И. Крестителя и св. Фомы в 1205 г. был учрежден в Акке рыцарями-крестоносцами для защиты паломников и войны с неверными, распространился по Италии и Испании и прославился в войнах с маврами. Когда он потерял свои владения в Палестине, он был соединен с Иоаннитами; лишь в Испании сохранилась ветвь его, под названием ордена св. Фомы.

Иоанна Сеймур

— третья жена английского короля Генриха VIII; см. Сеймур.

Иоанна, в Новом Завете

— жена домоправителя Иродова, Хузы, известная тем, что она вместе с другими благочестивыми женщинами следовала за Христом и служила Ему "имением своим", т. е. давала средства на удовлетворение необходимых потребностей земной жизни как Его Самого, так и апостолов (Лук. VIII, 3). Она же была, вместе с другими мироносицами, одною из первых свидетельниц воскресения Христа (Лук. XXIV, 10).

Л. Л.

Иоанна, королева французская (1270-1305)

— королева французская (1270—1305), дочь и наследница Генриха I Наваррского, в 1274 г. сделалась преемницей отца, правила под регентством матери своей Бланки д'Артуа, в 1284 г. вышла замуж за короля Филиппа IV Красивого, в 1304 г. основала в Париже Наваррскую коллегию. Внучка ее, И. II Наваррская, единственное дитя Людовика X, в 1316 г. вышла замуж за Филиппа графа д'Эвре и в 1339 г. вместе с мужем была призвана кортесами править Наваррой, а после смерти Филиппа управляла ей самостоятельно. † 1349.

Иоанна, королева французская (1464-1505)

— королева французская (1464—1505). Дочь Людовика XI, И., по приказанию отца, вышла замуж за герцога Орлеанского, который, вступив на престол как Людовик XII, развелся с ней, выставляя предлогом слишком близкое родство. И. получила титул герцогини де Берри, поселилась в Бурже и основала здесь орден аннунциаток. В 1743 г. папа Бенедикт X IV признал ее блаженной.

Иоанна, римский папа-женщина

— папа-женщина, легендарная личность, якобы занимавшая папский престол под именем Иоанна VIII, между Львом IV († 855) и Бенедиктом III († 858). По преданию, она была дочь английского миссионера и родилась в Майнце или в Ингельгейме; двенадцати лет сошлась с монахом из монастыря Фульды и ушла с ним, в мужском платье, на Афон; после продолжительных странствований, поселилась в Риме, где сделалась сперва нотариусом курии, затем кардиналом и наконец папой, но во время одной процессии разрешилась от бремени и умерла. Это событие было причиной введения Sella Stercoraria, которое служило для определения пола папы до его посвящения и употреблялось до Льва X. Достоверность рассказа о папе-женщине, всюду повторявшегося с XIII ст., впервые была оспорена реформатом Блонделем (в полов. XVI в.). Возникла эта легенда, по-видимому, в насмешку над господством женщин при дворе папы, начиная с И. Х до И. XII (919—963).

См. Döllinger, "Die Papstfabeln des Mittelalters" (Мюнх., 1863) и Бильбасов, "Женщина-папа" ("Труды Киев. Дух. Акад.", 1871 и отд.).

Иоанна-ванк

— селение Эчмиадзинского уезда Эриванской губернии; см. Оганна-ванк.

Иоанникий Великий

— преподобный вифинский (752—846); сначала был иконоборцем, потом раскаялся и удалился в пустыню. Память 4 ноября. Греческий текст жития И. в "Патрологии" Миня (т. 116, стр. 35). В славянской Минее житие И. заимствовано из Метафраста, с небольшими сокращениями. Древнее житие И., составленное иноками Петром и Саввою.

Иоанникий Голятовский

— см. Голятовский.

Иоанникий Лихуд

— см. Лихуды.

Иоанникий Наседка

также Шевель — см. Наседка.

Иоанникий, львовский священник

(Волкович) — священник львовский, автор размышления "О муце Христовой" в стихах, изд. в Львове в 1631. Филарет ("Обзор", стр. 170) предполагает, что И. Волкович перевел трагедию "Григория Богослова" о страданиях Спасителя, изд. в Львове в 1630 г.

Иоанникий, митрополит киевский

(Руднев) — митрополит киевский, уроженец Тульской губернии, окончил курс в Киевской духовной академии в 1849 г., был ректором Киевской семинарии, ректором и профессором духовных акад., сначала Киевской, потом СПб., с 1861 г. епископ выборгский, с 1864 г. — саратовский, с 1873 г. — нижегородский, с 1877 г. — экзарх Грузии, с 1882 г. митроп. московский, с 1891 г. — киевский. Во всех епархиях, в которых он епископствовал, им устроены дома для вдов и сирот духовного ведомства, свечные епархиальные заводы, доходы с которых обращаются на содержание семинарий и училищ, училища для девиц духовного звания, общежития для своекоштных учеников духовных училищ и семинарий.

Н. Б.

Иоанникий, митрополит киевский (дополнение к статье)

(в миру Иван Максимович Руднев, род. в 1826 г.) — митрополит киевский и галицкий; умер в 1900 г.

См. "Юбилейный сборник. Речи, слова, беседы и назидательные статьи" (СПб., 1899); "Пятидесятилетний юбилей высокопреосв. И., митрополита киевского и галицкого" (Киев, 1900). Некролог И.: свящ. Ф. Титов, "Высокопреосвященный И., митрополит киевский и галицкий" (Киев, 1899).

Иоанникий, ректор Александро-Невской семинарии

(Орловский, † в 1802 г.) — архимандрит, префект, потом ректор Александро-Невской славяно-греко-латинской семинарии в СПб. Известна его проповедь на день великомученика Георгия (СПб., 1776).

Иоанникий, ректор Тверской духовной семинарии

(Скабовский, † около 1748 г.) — архимандрит, ректор Тверской духовной семинарии. С его именем известна одна проповедь в неделю XXIII по пятидесятнице (М., 1742).

Иоаннисиани

(Абгар Артемьевич)— армянский журналист. Уроженец города Тифлиса, получил образование в Германии. С 1883 г. состоит ред.-изд. еженед. газеты "Ардзаганк" (Эхо). Им же предпринято издание на немец. языке "Армянской Библиотеки, которая имеет целью в критических и биографических очерках знакомить с лучшими произведениями армянской литературы. В "Сборнике сведений о Кавказе" (т. I) И. напечатал "Армянские пословицы" (см. "Словарь кавказских деятелей").

Иоаннисиани (дополнение к статье)

(Абгар Артемьевич) — армянский журналист; умер в 1904 г.

Иоанниты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иоанно-Богословский-Грозовский монастырь

мужской — ныне приходская церковь в местечке Грозове Минской губернии, Слуцкого уезда; основан в конце XVI в., упразднен в 1862 г.

Иоанно-Богословский-Котельников монастырь

или Котельницкий на Мишариной горе, мужской — в городе Пскове. Известен с XVII в.; теперь упразднен и обращен в кладбищенскую церковь.

Иоанно-Богословский-Успенский-Крыпецкий монастырь

(в просторечии Крыпцы) — мужской, заштатный (с 1764 г.), Псковской губернии и уезда, в 20 верстах к ССВ от Пскова, среди болот. Основан преп. Саввою, скончавшимся в 1495 г.; мощи его обретены в 1547 г. и покоятся в соборном храме. Здесь подвизался в иночестве, под именем Антония, известный дипломат XVII в. Афан. Лавр. Ордын-Нащокин.

Иоанно-Богословский-Череменецкий монастырь

мужской — СПб. губернии, Лужского уезда, существует с XV в. По описи Вотской пятины в 1499 г. он владел землями в Городненском погосте. В соборе явленная икона Иоанна Богослова, с которой ежегодно совершается 1 мая крестный ход в г. Лугу.

Иоанно-Крестителевский прииск

— Ниманской золотопромышленной компании, Амурской области, по речке Олге, правому притоку Нимана. Открыт в 1875 г.; среднее содержание золота — от 2 до 3 зол. в 100 пд. песку. В 1889 и 1890 г. прииск разрабатывался шахтами, причем за это время выработана площадь в 1828 кв. саж. и добыто золота 13 пд. 22 фн. 46 зол.

Иоанно-Предтечев женский монастырь

3-го класса — в городе Свияжске Казанской губернии, на берегу реки Свияги; основан вскоре после покорения Казани, во второй половине XVI в.; замечательна деревянная церковь св. Троицы, современная Иоанну Грозному.

Иоанно-Предтечев мужской монастырь

— ныне (с 1799 г.) архиерейский дом, в городе Туле, на берегу реки Упы, близ Тайницкой башни, которая по монастырю называлась Ивановскою; основан в 1522 г. в память славной обороны Тулы князем Темкиным-Ростовским против крымского хана Девлет-Гирея.

Иоанно-Предтечев-Иннокентьевский монастырь

женский, общежительный — в городе Томске, образован в 1876 г. из женской общины, основанной в 1864 г.; при м-ре Женское епархиальное училище.

Иоанно-Предтечев-Леушинский монастырь

— женский, общежительный, Новгородской губернии, Череповецкого уезда, при деревне Леушино (Замошье тож), в 29 в. от Череповца, при рч. Илосе; образован в 1885 г. из женской общины, учрежденной в 1875 г.; при м-ре училище.

Иоанно-Предтечев-Мариинский монастырь

— женский, второклассный, Ставропольской губернии и уезда, в 3 верстах от Ставрополя, образован в 1859 г. из женской общины, учрежденной в 1847 г.

Иоанно-Предтечев-Междугорский монастырь

женский — Тобольской губернии и округа, при реках Аталыке и Иртыше, в 8 верстах от Тобольска. Основан в 1653 г. До 1864 г. был мужским, с тех пор женский. Монастырская икона Почаевской Божией Матери ежегодно, с холерного 1848 г., приносится в Тобольск 29 июня и остается там до 5 июля.

Иоанно-Предтечевский женский монастырь

общежительный — в городе Кунгуре Пермской губернии; образован в 1868 г. из женской общины, основанной в 1822 г. и служившей приютом для вдов и сирот; при м-ре училище для девочек.

Иоанно-Предтечевский мужской монастырь

— в городе Казань, основан в 1557 г. казанским святителем и чудотворцем Германом.

Иоанно-Предтеченские монастыри

— в Пскове, Устюге и Астрахани, см. Ивановские монастыри.

Иоаннов

(Андрей) — см. Журавлев.

Иоас

(евр. "Бог моя отрада") — библейско-историческое имя, из носителей которого наиболее известны: 1) И., 13-й царь израильский, сын Ииуя, ничем не выдававшийся; царствовал 16 лет. Хотя он почитал пророка Елисея, кончину которого горько оплакал, но в общем держался политикии Иеровоама и поддерживал идолопоклонство. Известна его победа над иудейским царем Амасией, которого он взял в плен (4 Цар., гл. ХIII, XIV и XVI). 2) И., 8-й царь иудейский (с 1879 г. до Р. Х.), сын Охозии, спасенный женою первосвященника Иодая от ярости Гофолии (Аталии), желавшей истребить весь царский род Давидов. Молодой царь следовал советам и указаниям первосвященника, восстановил храм в его прежнем благолепии и поставил ящик у ворот храма, для приношений. Со смертью первосвященника подпал влиянию распутных князей и водворилась прежняя мерзость. Восставший против этой мерзости пророк Захария был убит на самом дворе храма. Сирияне сделали нашествие на Иудею и опустошили ее. После сорокалетнего царствования И. убит был своими приближенными и не удостоился даже погребения в общей царской усыпальнице, где вместо него погребен был первосвященник Иодай (4 Цар., гл. XI — XIII).

А. Л.

Предыдущая страница Следующая страница