Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "З" (часть 15, Зем - Зет)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "З" (часть 15, Зем - Зет)

Предыдущая страница Следующая страница

Земцы

или своеземцы — составляли класс мелких землевладельцев в Новгородской и Псковской землях, в отличие от крупных землевладельцев — бояр. Класс этот пополнялся, по-видимому, средними слоями городского населения — купцами, детьми духовенства, ремесленниками, которые, сделавшись мелкими собственниками в уездах, нередко сохраняли свои прежние городские отношения. Первые точные сведения о положении этого класса дают Писцовые книги, составленные уже в период московского владычества. Из этих книг видно, что З. живут или в уездах по своим деревням, или же в городах, где у них имеются собственные дворы, а в иных городах они даже составляют большинство населения. Как городские обыватели, они тянут тягло наравне с прочими "городчаны", и в этих целях, подобно городским жителям, делятся на статьи лутчих, середних и молодчих. Но они были в то же время уездными землевладельцами — и в этом своем качестве оказались в совершенно особенном положении, так что не сразу подошли под нивелирующий масштаб московских порядков. В уезде они жили родственными или товарищескими группами, владея одной или несколькими "вопчими" деревнями, "по жеребьям". По форме землевладения эти земецкие деревни совершенно подобны сябринному или складническому типу оброчных и тяглых деревень на всем севере России в XV — XVII вв.; но, как исконные вотчичи своих деревень, З. стояли ближе не к тяглым, а к служилым разрядам московского населения, хотя и к полному сближению с последними встретились особого рода трудности. Помимо формы, самый размер земецкого землевладения являлся к тому серьезным препятствием. Если можно отметить земецкие семьи, во владении которых состояло от 14 до 18 деревень, то, с другой стороны, были и такие З., которые свои небольшие участки косили и пахали собственноручно. Следствием этого было то, что далеко не все З. попали в категорию служилых людей. Как была организована их служба в первое время московского владычества — неизвестно; но несомненно, что многие из З. не в состоянии были ее нести и потому выбыли из разряда служилых: их деревни были обложены оброком, сверх обежной дани, "того деля, что служити но могут". Затем у многих из них земли были конфискованы, наряду с боярскими и церковными, и розданы в поместья. Все эти категории З. обратились в тяглых людей или, реже, в государевых помещиков. Для оставшихся служилых З. потребовались отступления от принятой в Москве служилой организации, где каждый подрастающий дворянин или сын боярский должен был нести службу лично. Один или два из земецкой семейной или товарищеской группы записывались в службу, а другие члены — дяди, племянники и проч. — им "подмогали", или же З. служили, "переменяяся по годам". Особенность этого типа службы объясняет, почему З., постепенно сближаясь с дворянами и детьми боярскими, до конца XVII в. сохраняют свою особенность.

См. Никитский, "История экономического быта Великого Новгорода", 40-41 и 191-192; Ключевский, "Разбор исследования г. Чечулина" (в 33-м присуждении наград гр. Уварова, 300-310).

М. Д.

Земщина

— земля, как понятие противоположное государству, всему государственному и государевому в древней России. Особенное значение этот термин получил в XVI в., после отъезда царя Ивана Грозного в Александровскую слободу в декабре 1564 г. Вернувшись на царство по усиленному челобитью духовенства и бояр, царь Иван учредил опричнину и, став в ее главе, отделил для нее от земли "опроче" людей и доходы; все, что не вошло в эту опричнину, было земщиной, во главе которой стояли свои земские бояре и даже особый земский царь (Симеон Бекбулатович, в 1574 г.). Разделение на опричнину и З. продолжалось и после ссылки царя Симеона в Тверь, только опричнину и опричный заменили словами двор и дворовый, так что городам и воеводам земским стали противополагаться города и воеводы дворовые, а земщине — двор. При учреждении опричнины З. должна была уплатить ее главе 100000 р. за путешествие в Александровскую слободу, т. е. более 6 млн. руб. на современный счет.

В. Ст.

Земялковский

(барон Флориан Ziemialkowski) — aвстрийский государственный деятель польского происхождения; род. в Галиции в 1817 г.; в 1841 г. за государственную измену был приговорен к смерти, но помилован; был адвокатом; в 1863 г. за участие в польском мятеже приговорен к трехлетнему заключению в крепости, но опять помилован; в 1867 г. был избран в рейхсрат, с апреля 1873 г. до октября 1888 г. министр без портфеля.

Земяне

— так назывались в Польше землевладельцы шляхетского звания (помещики).

Земятченский

(Петр Андреевич) — магистр минералогии и геогнозии, приват-доцент СПб. университета; род. в 1857 г. По окончании в 1882 г. курса на физико-математическом факультете избран хранителем минералогического кабинета СПб. унив. и состоит в этой должности по настоящее время. Научная деятельность З., направленная на изучение почв, геологического строения и полезных ископаемых Европ. России, выразилась в целом ряде научных поездок, результатом которых являются нижеследующие печатные труды: о геологическом и почвенном строении уу.: Лукояновского (1884), Ардатовского (1885) и Балахнинского (1886) Нижегородской губ. и Зеньковского у. Полтавской губ. (1891), помещенные в изданных, под редакцией проф. Докучаева, "Материалах для оценки земель" названных губерний; "О фосфоритах Жиздринского у. Калужской губ." (1889); "Железные руды центральной части Европ. России" (1889; дисс. на ст. магистра); "К вопросу о происхождении палыгорскита" (1890); "Генетические типы почв" (1890) и несколько заметок о минералах Кавказа.

Земятченский (дополнение к статье)

(Петр Андреевич) — минералог. В 1896 г. за диссертацию "Каолинитовые отложения южной России" ("Труды Имп. СПб. Общ. Естествоиспытателей", 1896, т. 24) удостоен степени доктора минералогии СПб. университетом, где с 1897 г. состоит профессором по кафедре минералогии. В настоящем Словаре З. принадлежит ряд статей по минералогии.

Зена

(или Сена) — город в древней Умбрии, на реке Метавра (ныне Синигалия), памятен по сражению, происходившему здесь в 207 г. до Р. Х., во время 2-й Пунической войны, между римлянами, под начальством консула Клавдия Нерона, и карфагенянами, предводимыми Аздрубалом. Последние было совершенно разбиты, и сам Аздрубал погиб в бою.

Зенаида Р—ва

— псевдоним А. Е. Ган (см.).

Зенбаз

— среднеазиатский ударный инструмент, род бубна. К обручу З. с внутренней стороны приделаны гвоздики, к которым привешены железные колечки. На З. играют, как на бубнах, т. е. ударяют по коже, натянутой на обруче, или встряхивают его, с целью получить бряцание колечек.

Зенгер, Григорий Эдуардович

— государственный деятель и филолог. Родился в 1853 г. По окончании курса в СПб. университете по историко-филологическому факультету читал лекции по древнеримской истории и словесности в Нежинском истор.-филологическом институте и Варшавском университете, где в 1897—99 гг. был ректором. В 1900 г. назначен попечителем Варшавского учебного округа, в 1901 г. — товарищем министра народного просвещения, в 1902 г. — министром; в 1904 г. уволен от управления министерством и сделан сенатором. Учено-литературная деятельность З. посвящена преимущественно критике текста древнеримских поэтов. Сюда относятся его магистерская диссертация "Критический комментарий к некоторым спорным текстам Горация" (Варш., 1886, 2-е изд., 1894; степень доктора римской словесности З. получил в 1894 г. от Московского университета honoris causa); "Филологические заметки" (СПб., 1886); "Заметки к латинским текстам" (10 больших статей в "Варш. Унив. Изв.", 1886—93); "Заметки к Этне и Стациевым Сильвам" ("Журн. М-ва Народ. Просв.", 1903), "Заметки к латинским текстам" (ib., 1904—1905). Из работ З. в области древнеримской истории важнейшие "Еврейский вопрос в древнем Риме" (Варш., 1889). Наконец, З. принадлежат переводы на латинский язык в стихах, из многих поэтов, как русских, так и иностранных ("Метрические переложения на латинский язык", СПб., 1904). Во время управления министерством нар. просв. З. имел в виду произвести реформу как средней, так и высшей школы. В 1902 г. на имя З. дан был Высочайший рескрипт, которым определялись главные черты реформы. В конце 1902 г. он созвал под своим председательством большую комиссию по выработке нового университетского устава. Результатом работ этой комиссии явилось 5 больших томов, представляющих обширные материалы по университетскому вопросу в России и за границей.

См. С. В. Рождественский, "Исторический обзор деятельности министерства нар. просв. 1802—1902 гг." (СПб., 1902).

А. М—н.

Зенгер, Макс

(Saenger, 1853—1903) — гинеколог, учился в Вюрцбурге и Лейпциге; в 1876 г. д-р медицины за диссертацию "Die Mechanik der Broncho- und Pneumorrhagien hei Tuberculosis pulmonum". В 1876—1878 гг. был ассистентом Патологического института в Лейпциге, в 1878—1881 г. там же ассистентом у проф. Креде в Акушерской клинике. В 1881 г. приват-доцент, в 1890 г. экстраординарный профессор акушерства и гинекологии в Лейпциге, с 1899 г. до смерти ординарный профессор в Праге. Список работ З. с 1877 г. по 1899 г. обнимает 122 названия. Работы З. посвящены различным отделам гинекологии и акушерства; из них упомянем: "Zur Frage der Nabelschnurstrangulation unter der Geburt" ("Archiv f ür Gynä kologie", XIV); "Die Tripperansteckung heim weiblichen Geschlecht" (Лпц., 1889); "Ueber Perineorraphie durch Spaltung des Septum recto-vaginale und Lappenb ildung" (Volkmann's "Sammlung klinischer Vorträ ge"); "Neubildungen der Tuben" (совместно с Бартом в "Handbuch der Adnexerkrankungen" Мартина); "Asepsis in der Geburtshilfe und Gyn ä kologie" (Лпц., 1894; совместно с Оденталем; имеется в русском переводе — "Асептика в гинекологии и акушерстве", СПб., 1896). Совместно с Герфом З. издал энциклопедию акушерства и женских болезней — "Die Encyklopaedie fur Geburtshilfe und Gyn ä kologie". Совместно с Мартином основал в 1894 г. "Monatshefte f ür Geburtshilfe und Gynäkologie".

Л. Я.

Зенгер, Николай Карлович

— зоолог, в 1862 г. кончил курс в Московском университете, после чего специально занялся изучением беспозвоночных, с 1863 г. до самой смерти своей, последовавшей в 1877 г., состоял хранителем зоологического музея Моск. унив., который его стараниями значительно обогащен (собрания животных с Белого моря, Балтийского и Немецкого); был также секретарем Моск. общества любителей естествознания, в "Известиях" которого он напеч.: "О личинке Gracilaria syringella в листьях сирени " (1866 г., т. III), "О пауке из рода Latrodectes, доставленном из Крыма" (там же), "О насекомых, найденных в залежалой муке" (т. же), "О слизнях, причиняющих вред озимым полям" (т. XXIV, вып. 2) и др. Кроме того, З. перевел "Зоологические письма" Иeгepa и "Определитель насекомых" Карша, а в "Трудах II съезда естествоиспытателей" поместил ст. "О балтийских представителях группы Gephyrea: Halieryptus и Priapulus" и "Peripatus Capensis и Peripatus Leuckartii".

Зенги

(Эмад-Эддин, 1084-1145) — у историков крестовых походов известный под именем Sangum (кровепроливец). Его храбрость и военные таланты обратили на него внимание сельджукского султана Мухаммеда, который сделал его в 1127 г. эмиром моссульским. В качестве вассала Сельджукидов З. вел кровавую, энергичную борьбу против христианских владетелей в Азии; разбив в 1130 году Боэмунда II Антиохийского, он обратился против Антиохии, и только прибытие Бодуэна II помешало ему воспользоваться плодами победы. После целого ряда войн в Курдистане, он в 1144 г. взял Эдессу, последний оплот христиан за Евфратом, и готовился овладеть местностями, которые принадлежали христианам в Месопотамии, но был убит при осаде одной сирийской крепости. З. был разумным правителем и справедливым судьей; отличался щедростью и чистотой нравов.

Зенд, древнеиранский язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зенд, духовные суды

или зендгерихт — духовные суды средневековой Германии, рассмотрению которых подлежали проступки против церковных постановлений. На зенд, заседания которого происходили периодически в различных городах и деревнях округа под председательством, в особо важных случаях, самого епископа или же назначаемых им судей (Sendrichter), обязан был явиться, в случае вызова, каждый без исключения житель округа; специально назначаемые лица (Sendsch ö ffen, homines synodales) должны были доводить до сведения епископа о всех замеченных ими проступках. Так как одной из главных задач З. было преследование ересей, то неоднократно делаемы была попытки установить связь между ним и инквизиционными судами. Понятие З. не может, впрочем, считаться твердо установленным, так как под этим названием известны были в Средние века также и суды графов и князей.

Зендавеста

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зендиды

— После блестящего царствования шаха Надира, в Персии начались смуты, во время которых правители разных областей вели борьбу за власть. Среди этих смут возвысился, уже на старости лет, Керим-хан, из персидского племени зенд, и основал на короткое время династию, которая называется Зендской. Сам Керим-хан (1760-1779) удачно расправлялся и с друзьями, когда они начинали завидовать его успехам, и с врагами, думавшими его уничтожить. Он сломил могущество Азад-хана, правителя Адербейджана, и Мухаммед-Хуссейн-хана из племени Каджар, правителя Мазандерана. После смерти последнего Керим-хан подчинил себе всю Персию и водворил на время спокойствие и порядок в стране. Столицей его был Шираз. После смерти Керима сводный его брат, Зеки-хан, пытался захватить власть, но враждебная ему партия избрала на царство сына Керимова, Абуль-Фатх-хана. Зеки согласился на это избрание, но поставил в соправители другого сына Керимова, Мухаммед-Али-хана, а сам принял регентство. Затем начались волнения, во время которых Зеки-хан был убит. Последним ханом из династии З. был Лютер-Али-хан, который пал в 1795 г. в борьбе с Ага-Мухаммед-ханом Каджарским (сыном Мухаммед-Хуссейн-хана, убитого Керим-ханом), основавшим новую династию, Каджарскую, ныне царствующую в Персии.

Н. В.

Зендрини, Бернард

(Zendrini, 1679-1747) — венецианский гидрограф, осуществил в Италии много гидравлических предприятий первостепенной важности, известен своими теоретическими изысканиями в области гидродинамики (о методах определения скорости движения воды и проч., но преимущественно о размывании текучей водой берегов и др. препятствий). Главные труды З.: "Modo di ritrovare ne'fiumi la linea di corrosione" (1715), "Leggi e fenomeni, regolazioni e usi delle acque correnti" (1741), "Memorie storiche delle stato anticho e moderno delle lagune di Venezia" (2 т., Падуя, 1811).

Зендрини, Бернардино

(Zendrini, 1839-1879) — итальянский поэт, профессор итальянского языка и литературы в Ферраре и Палермо. Из произведений его наиболее известны: "Ghirlanda Dentesca" (Милан, 1865) и перевод "Книги песен" Гейне, который сделал имя немецкого поэта популярным в Италии. Многие из стихотворений З. переведены на немецкий язык.

Зендширли

— холм в северной Сирии, неподалеку от Антиохии. Произведенные в этом холме в 1892 г. раскопки указали на остатки древнего хеттейского города, разрушенного не ранее VI в. до Р. X. Раскопаны две стены вокруг города, открыты развалины двух дворцов и разные постройки с скульптурными изображениями, относящимися к разным эпохам. Найдено около 100 статуй и до 3000 предметов древностей, в числе которых обращают на себя внимание: огромная стела ассирийского царя Асаргаддона (681-668 до Р. X.), с надписью в 93 строки, памятник сирийского владетеля VII в. до Р. X. и статуя сирийского божества Гададу, половины IX в. до Р. X.

И. И.

Зенефельдер

(Алоизий Senefelder, 1771-1834) — изобретатель литографии; сын известного актера, он и сам несколько лет играл на мюнхенской сцене, но затем бросил театр и открыл типографию; после того как ему удалось изобрести литографию, он отдался всецело этому делу, выхлопотал себе привилегии в разных городах Европы. После многих неудач он основал в Вене нотопечатню, но затем бросил и это дело и обратился к ситцепечатанию. В 1809 г. он приглашен был в Мюнхен для учреждения литографии при королевской комиссии составления карт, получил пожизненное жалованье, титул королевского инспектора литографии и разрешение иметь собственную литографию. В 1826 г. он изобрел мозаическое литографирование, в 1833 г. ему удалось переносить с камня на полотно изображения, нарисованные масляными красками. Он написал: "Lehrbuch der Lithographie" (Мюнхен, 1819).

Зензубель

— см. Плотничное дело.

Зенит

— точка неба, лежащая вверх, по направлению отвесной линии, в каждом месте земной поверхности. В астрономии, кроме этого географического З., различают еще геоцентрический З., или точку, лежащую вверх, по направлению продолжения линии, соединяющей место наблюдения с центром Земли. Если бы Земля была шаром, то оба зенита совпадали; вследствие же сжатия Земли, геоцентрический З. лежит всегда дальше от полюса, чем географический. Однако, угловое расстояние их незначительно и наибольшей величины (около 12') достигает под широтами + и — 45°. Угловое расстояние какого-нибудь светила от зенита называется зенитным расстоянием, причем, смотря по тому, считают ли расстояние от географического или геоцентрического зенита, различают географическое и геоцентрическое зенитные расстояния. Дополнение зенитного расстояния до 90° назыв. высотой светила.

В. В. В.

Зенитное расстояние

— см. Зенит.

Зенкевич

(Ромуальд Zienkiewicz) — один из первых деятелей в области белорусской этнографии, учительствовал в Пинском крае; † в 1868 г., в крайней бедности в слепоте. Напечатал: "О kurhanach i grodziskach powiatu Osmianskego", в "Атенее" Крашевского (Вильно, ч. V, 1848) — любопытное описание некоторых урочищ пинского края, связанных с народными преданиями: очерк обычаев колядских, свадебных и др. в "Biblioteka Warszawska", 1852-1853 гг.). Главная заслуга его заключается в собирании и издании белорусских песен: "Piosenki gminne ludu Pińskiego" (Ковно, 1851); наряду с польским переводом здесь напечатан и белорусский подлинник, переданный польским шрифтом. Сборник, главн. обр., состоит из песен над реками Пиной, Припятью и Цной (более 200), к которым прибавлено несколько песен из Волынского Полесья, с Буга, из окрестностей Любомля. З. — этнограф-любитель, не подготовленный к научным изысканиям; тем не менее его сборник является первым собранием белорусских песен, которое, в противоположность предшествовавшим ему сборникам Яна Чечота, имеет уже научное значение.

Зенкель

(Эрнст Senckel, род. 1837) — пастор, основатель школьных сберегательных касс в Германии. В 1878 г. он издал интересный очерк своей деятельности, а в 1880 г. основал общество школьных касс для германского юношества. Он написал "Jugend— und Schul-Sparkassen" (Франкф.-на-Одере, 1882) и "Zur Sparkassenreform" (1884); писал также и стихотворения.

Зенкенберг, Генрих Христиан

(Senkenberg) — изв. юрист прошлого столетия (род. в 1704 г. во Франкфурте-на-Майне, умер в 1768 г.). Сын врача, З. предпочел юридическую карьеру и в 1735 г. получил кафедру в Геттингене, откуда в 1738 г. перешел в Гиссен. Из его многочисленных произведений наибольшей известностью пользуются: "Selecta juris et historiarum tum anecdota tum jam edita et rаriоrа" (Франкфурт, 1734-1742 гг.); "Corpus juris feudalis Germanici" или полное собрание немецких и лангобардских ленных прав (1740); "Corpus juris Germanici publici ас privati hactenus ineditum" (1760-66 гг.). Весьма ценным для историка права является также его рассуждение: "Gedanken von dem jeder Zeit lebhaften Gebrauche des uralten teutschen b ü rgerlichen u. Staatsrechts in den nachherigen Reichsgesetzen u. Gewohnheiten" (изд. в 1759 г.). Кроме того З. был издан, в сотрудничестве с Е. А. Кохом, сборник решений имперского сейма, под названием: "Neuere und vollst ä ndigere Sammlung der Reichsabschiede" (нов. изд. 1847). Во всех произведениях З. видно большое знание германской истории и средневекового государственного права.

Зенкенберг, Ренат Карл

— сын Генриха Христиана З. (1751-1800), публицист, продолжатель начатой Геберлином "Deutsche Reichsgeschichte" (т. 21-27, Франкф. 1798-1799). В области права ему принадлежат исследование: "Meditationes maximam in partem jundicae quinque, cum mantissis quibusdain" (Вецлар, 1789).

Зеннерт

(Даниил Sennert, 1572-1637) — известный в свое время немецкий философ, профессор медицины в Виттенберге. Главные труды З.: "Epitome scientiae naturalis" (Виттенб., 1618) и "Hypomnemata physica" (Франкф., 1635). Его "Opera оmniа" напеч. в 1645 г. (Венеция). В борьбе с аристотелевской физикой и метафизикой, которая открывает собой историю новой философии, З. еще до Гассенди примкнул к древней атомистике. По числу элементов З. принимает четыре рода элементарных атомов. От элементарных атомов он различает atoma corpuscula, разделенные до тех пределов, какие допускает природа; из них возникают сложные тела. У всех атомов есть изначала определенные формы и только на движении атомов или телец основывается всякое изменение, даже с виду качественное. Причину соединения атомов надо видеть именно в формах, в которых Бог извека образовал эти атомы. З. решительно отрицает слепой случай, который сводил бы атомы и образовывал бы отдельные тела.

Ср. К. Lasswitz, "Die Erneuerung der Atomistik in Deutschland durch D. Sennert und sein Zusammenhang mit Asklepiades von Bithynien" ("Vierteljahrschrift f ü r wissensch. Philosophie", 1879, стр. 408-434).

Зено, Апостоло

— итальянский поэт (1668-1750), представитель нового литературного (романтического) движения в Италии конца XVII в. С этой целью З. основал, вместе с друзьями Сальвини, Реди, Магмабеччи, в 1691 г. академию degli Animosi (отважных), а с 1710 г. издавал "Giornale de'l e tterati", где заявил себя серьезным критиком. Известны его драматические произведения: "Gli inganni felici" (1695), "Фемистокл", "Lucio vero" и др., уступающие, по достоинству, чисто лирическим его пьесам, собранным впоследствии в отдельном сборнике под именем "Poesie dramatiche" (1744). Из критических статей З., с философским направлением, наиболее известны изданные в 1704 г. "Lettere al Fantanini interno la grand'opera delli meditazioni filosofiche di B. Trevisan".

Н. В. Д.

Зено, Карл

(Zeno, 1334-1418) — венецианский полководец, готовился к духовной карьере, но вследствие дуэли должен был от нее отказаться и занялся в Константинополе коммерческими спекуляциями. Попытка его освободить плененного императора Иоанна IV Палеолога не увенчалась успехом; тем не менее ему пожалован был за нее о-в Тенедос (1376), который он занял от имени Венеции. Когда вспыхнула Хиосская война между Венгрией, Падуей и Генуей, с одной стороны, и Венецией — с другой, З. получил от дожа поручение защищать республику против венгерцев. Одержав морскую победу при Поле (1379), З. с успехом крейсировал в Средиземном море и спас Венецию, которую осадили и сильно теснили генуэзцы. В 1403 г. близ Модона З. разбил французский флот, крейсировавший, под начальством маршала Бусико, у берегов Мореи. В 1404 г. З. изгнал из Падуи Франциска Каррарского, во дворце которого найден был документ, свидетельствовавший о том, что Франциск уплатил З. 400 дукатов. Совет десяти воспользовался этим документом, чтобы лишить З. всех должностей и осудить его на двухлетнее тюремное заключение (1406). По выходе из тюрьмы, З. отправился в Палестину; в 1410 г. защищал Лузиньяна Кипрского против гeнуэзцев, затем вернулся в Венецию и последние годы своей жизни посвятил занятиям литературой.

Зено, Катерино

(Zeno) — венецианский путешественник и дипломат, в 1472 г. отправился послом Венецианской республики к персидскому шаху Узун-Гасан-Бегу, при дворе которого пользовался большей свободой, чем все его предшественники-европейцы. З. воспользовался своим положением для собирания сведений о нравах страны и о событиях царствования Узуна; совершил также путешествие по Аравии. Вернувшись в Венецию, З. издал описание своего путешествия, после чего снова отправился на Восток, где + около конца XV в. Через полстолетия книга З. совершенно исчезла из обращения, вследствие чего племянник его, Николай Зено (1515-1575), напечатал очерк его путешествия, составленный по письмам З., писанным в бытность его послом в Персии, под загл.: "Dei commentari del viaggio di Persia di Caterino Zeno" (Венеция, 1558).

Зено, Райнерио

(Raynerio Zeno, † в 1268 г.) — венецианский дож. До него в Венеции главным образом действовал морской закон, общий для всех христианских государств, лежавших на западе Средиземного моря. З. поручил выработать новый, специально венецианский свод морских законов, который был принят большим и малым советом, равно как и народным собранием Венеции.

Зеноб

— армянский историк IV в., настоятель Глакского монастыря, родом сириец, написал: "Историю Тарона", где описал борьбу, которую армяне-христиане вели против язычников в обширной области Тарон, у Ванского озера. В своем соч. З. выставляет себя современником просветителя Армении. Текст издан в 1708 г. (Константинополь) и в 1832 г. (Венеция); перевод — в "Collection des historiens ar mé niens", par Victor Langlois (т. I, Пар. 1867).

Зенович, Георгий

— польский полководец (около 1782-1853). Поступил, в 1799 г., в польский легион французской армии и, отличившись в битве при Нови, получил французское гражданство. Участвовал почти во всех наполеоновских походах. Во время Ста дней З. находился в главной квартире императора и после второй реставрации был одним из обвиняемых в процессе о свержении с престола Бурбонов. Суд приговорил его к ссылке, которая, по ходатайству императора Александра I, была смягчена в вечное изгнание из Франции. З. удалился в Германию, во время испанской революции находился при Риего, затем жил в Брюсселе, занимаясь литературой. Известны его труды: "Opinion sur l'affaire de Waterloo" (П., 1816); "D éfense de la Pologne ou histoire morale, politique et littéraire de cet ancien é tat" (П., 1812).

Зенович, Крыштоф

— воевода брест-литовский (1589-1630), оставил рукописное описание распри между Крыштофом Радзивиллом, воеводой виленским, и Иеронимом Ходкевичем, каштеляном виленским; рукопись хранится в СПб. публичной библиотеке и носит заглавие: "Tragedyja albo poczatek upadku znacznego w księ stwie litewskiem domu".

Зенович, Степан Федорович

(Zienowicz, 1779-1856) — профессор химии, воспитанник виленского университета, в 1814 г. поступил учителем химии, минералогии и геогнозии в волынскую гимназию (впоследствии лицей), где преподавал также технологию; по открытии университета св. Владимира (1834) был назначен ординарным профессором химии, в 1837 г. сделан деканом II отделения философского факультета, в 1839 г. вышел в отставку. З. оставил в рукописи много трудов и между прочим "Pamię tniki z czasow Stanis ława Augusta", о которых упоминает Лелевель в "Hist. d å Pologne" (т. II, стр. 195). В 1837 г. З. препроводил в Академию наук рассуждение "О необходимости изменения общих оснований наук, всех теорий и систем", и ожидал только одобрения академии, чтобы издать новую теорию химии, но ответа не последовало. Напеч. его "List do Henryka hr. Rzewuskiego obejmują cy pomys ły autora о całym obrebie nauk przyrodzonych" etc. (Вильно, 1851).

Зеновия

(Ζηνοβία) — 1) дочь армянского царя Митридата, была замужем за Радамистом, который с 34 г. повелевал кавказскими иберами. Когда парфянский принц Тиридат завладел Арменией, З., во время бегства, была ранена мужем и брошена в волны Аракса. Вытащенная пастухами, она досталась Тиридату, который относился к ней с уважением. Ее судьбой воспользовался Кребильон старший для лучшей своей драмы: "Rhadamiste et Z." (1711). 2) З. Септимия — жена Одената Пальмирского, в 267-8 г., после того как муж ее был убит племянником своим Меонием — царица пальмирская. З. нисколько не уступала военными талантами своему мужу, которого сопровождала во всех его походах. Она наследовала от Одената власть над значительной частью римского Востока и составила план завладеть и западной половиной империи и подчинить себе Рим; эти планы находили поддержку и у ее приближенных, между которыми нaходился знаменитый критик Лонгин. З. приняла титул Августы и основала город своего имени на расстоянии трех дней пути от города Киркезия, недалеко от Евфрата. Одним из первых подвигов ее была полная победа над отрядом римского войска, посланным римским императором Галлиеном на Восток. Воспользовавшись тем, что преемник Галлиена, Клавдий, был занят войной с готами, З. отправила войско в Египет, который подчинился ее власти. В 270 г. вступил на престол император Аврелиан, "восстановитель империи". Покончив с алеманнами, готами и вандалами, Аврелиан, в 273 г., направился против Пальмирского царства и прежде всего завладел Апамеею, Лариссою и Арефусою. Войско З., доходившее до 70000 чел., принуждено было отступить и после кровопролитной битвы с Аврелианом З., укрылась за стенами Пальмиры. Переговоры ни к чему не привели, а когда все бывшие в городе припасы истощились, З. на верблюде бежала к Евфрату, чтобы спастись в Персию. В тот момент, когда она садилась на судно, она была настигнута конницей Аврелиана и с торжеством доставлена в лагерь. Пальмира сдалась на капитуляцию, и З., вместе с ее сокровищами, была увезена в Рим. Попытка пальмирцев восстать против Рима привела к полному разграблению и разрушению города. Плененная царица украсила собой триумф Аврелиана и вскоре умерла в Тибуре, в подаренном ей императором поместье. З. говорила на языках латинском, греческом, египетском и сирийском, знала историю Востока. Неизвестно, какой она была религии: одни считали ее язычницей, другие христианкой; есть свидетельства в пользу того, что она исповедовала иудейскую религию.

См. Capelle, "de Zenobia Palmyr. Aug usta" (1817), v. Sàllet, "Die Fü rsten von Palmyra" (Берл., 1866).

A. M. Л.

Зенодор, александрийский математик

— александрийский математик, живший в V веке до Р.Х.; автор древнейшего, из сохранившихся, трактата по геометрии. Между прочим, он доказал, что равные периметры не заключают равные площади, как полагали до него.

В. В. В.

Зенодор, сирийский тиран

— тиран сирийского города Пания и окрестностей, жил во времена Августа (около 30 г. до Р. Х.). За грабежи, в союзе с разбойничьими племенами Трахонитиды, он был, по ходатайству местных жителей, лишен императором большей части его владений. Подвластные ему местности подчинились Ироду Великому.

Зенодот из Ефеса

(Ζηνόδοτος) — грамматик и критик. Сначала наставник Птоломея Филадельфа (III в. до Р. X.), З. в царствование последнего назначен был председателем высшей ученой коллегии в Александрии (музей) и библиотекарем тамошней большой библиотеки. Важнейшим предметом его занятий были гомеровские поэмы, со стороны текста их и языка. Кроме "Гомеровских глосс", т. е. объяснения вышедших из употребления гомеровских слов, З. принадлежит первое по времени критическое издание "Илиады" и "Одиссеи"; обе поэмы впервые были поделены им на книги, или рапсодии, по 24 в каждой, с обозначением книг "Илиады" прописными буквами алфавита, книг "Одиссеи" — строчными. Зенодотовская редакция поэм была далеко превзойдена изданиями другого александрийского ученого, Аристарха, законодателя литературной и текстуальной критики в античных литературах. Почти всеми имеющимися у нас сведениями о работе З. мы обязаны дошедшим до нас, в так назыв. "венецианских схолиях" к "Илиаде", возражениям Аристарха на его критические приемы и поправки гомеровского текста; но преемник не отмечает того, что им усвоено от предшественника. Во всяком случае, подбором и сличением богатого рукописного материала и грамматическими заметками З. облегчил последующую успешную установку текста поэм. Мало стесняясь рукописной традицией, З., в попытках восстановления гомеровского текста, руководствовался требованиями личного вкуса и понятиями о поэзии, господствовавшими в его время. Вот почему З. заменял даже некоторые грамматические формы, несомненно древние, позднейшими, ему современными (А 68, 338, 393 и др.), как более, по его мнению, подходящими для столь знаменитого писателя. Когда З. вычеркивал один или несколько стихов или отмечал их, как подлежащие удалению из текста, особым знаком (-, обелос), то основанием для него служило предположение о "непристойности" вычеркиваемых или заподозреваемых стихов или о их "ненужности". Так, за "непристойность" (τό άπρεπες) З. удалял из первой песни "Илиады" часть обращения Ахилла к Агамемнону: "О винопийца, со взорами пса и с душою еленя" и проч. (225-234). "Излишними" (τό περισσόν) находил критик 27 стихов той же песни (366-392), в которых Ахилл говорит о событиях, уже матери его, Фемиде, известных. Издание З., как отвечавшее вкусам публики, пользовалось долгое время большим успехом.

Ср. Susemihl, "Geschichte d. griech. Litteratur in d.Alexandrinerzeit"; R ömer, "Ueber die Homerrecension des Z.". (1885).

Ф. Мищенко.

Зенодот, философ

— философ неоплатонической школы, ученик Прокла, известен только по имени (V в. по Р. Х.).

Зенон Tapcийcкий

— сын Диоскорида, последователь стоика Хризиппа, оставил мало книг, но много учеников; сомневался в общем стоическом догмате об истреблении вселенной огнем; из его писаний не сохранилось ничего.

Вл. С.

Зенон из Сидона

— ученик афинского эпикурейца Аполлодора (II в. до Р. X.). Циперон ("De Nat. D.") называет его главою эпикурейцев и остроумнейшим из них; по свидетельству Диогена Лаэрция, он много писал (πολυγράφος άνηρ); Прокл говорит об одном его сочинении, в котором он нападал на достоверность математических доказательств. Собственные его сочинения до нас не дошли, но сохранившийся трактат Филодема: περί σημέίων, составлен по лекциям З., у которого, вероятно, заимствованы некоторые места в 1-й книге цицероновского "De Nat. D.". — О философе того же имени и из того же города Сидона упоминает Диоген Лаэрций, как об ученике Зенона стоика; его иногда смешивают с З. Тарсийским (см. ниже).

Вл. С.

Зенон Исаврянин

— византийский император (474-491), родом из знатной семьи в Исаврии, в 468 г. женился на Ариадне, дочери имп. Льва I и изменил свое первоначальное имя Τρασκαλισσαίος на З. Лев I имел в виду противоставить его могущественному полководцу Аспару, которому сам был обязан престолом. Зенон был назначен патрицием, начальником императорской гвардии и главным военачальником малоазиатского войска. Аспар составил заговор с целью убить З. во время Фракийской войны, но замысел не удался, и З., вернувшись в столицу, обвинил Аспара в измене и велел его убить, вместе с его сыном Ардабурием, которому раньше была обещана Ариадна. Некрасивый, трусливый и развратный З. внушал Ариадне отвращение, но тем не менее она из честолюбия помогала ему во всех его планах. В 474 г. Лев I умер, назначив наследником сына З. и Ариадны, четырехлетнего Льва. З. поручено было регентство, и, благодаря проискам тещи его, Верины, корона была возложена и на него. Малолетний Лев прожил лишь насколько месяцев после смерти деда; смерть его вызвала сильные подозрения против его родителей, тем более, что теперь З. провозгласил себя императором. В то время как новый император предавался оргиям, Верина составила план возвести на престол своего брата Василиска, и З. в 475 г. принужден был бежать из Константинополя в Исаврию, куда его преследовали полководцы Василиска. Остатки армии З. потерпели поражение, и он принужден был укрыться в одном из укрепленных мест Исаврии, вместе с Ариадной. Василиск, достигнув власти, вел себя еще хуже З., который частью оружием, частью интригами в 477 г. снова добился престола. Василиск был сослан во Фригию и там скоро умер. Империя страшно терпела от вторжений варваров, но частые заговоры и внутренние раздоры не давали З. возможности обратить против них оружие. Чтобы избавиться от поселившихся в Мезии остготов, он разрешил Теодориху занять Италию и лишить престола Одоакра, что имело последствием основание Остготской империи в Италии. После смерти З. Ариадна отдала свою руку Анастасию, коронованному в 491 г. В церковной истории З. известен своим указом "Генотикон", 482 г. (см. Генотикон).

А. М. Л.

Зенон, веронский епископ

— епископ Вероны; упоминается у Амвросия Медиоланского и Григория Великого. Как писатель, З. был совершенно неизвестен до открытия в 1508 г., в вывезенной из Вероны в Венецию епископской библиотеке, кодекса из 105 поучений епископа народу, носящих имя З. Затем последовал ряд исследований о жизни и о сочинениях З., из которых наиболее ценное — издание братьев Баллерини: "S. Zenonis episcopi Veron. sermones" (Верона, 1739, Аугсб., 1758). По своеобразности стиля, по сходству с Киприаном и Тертуллианом, по многократным воспоминаниям о мавританском мученике Аркадии заключают, что З. был африканец по рождению. Во все время своего епископства (362—380) он был ревностным борцом против язычества и арианства, Из приписываемых З. поучений 93 принадлежат З., а 12 — другим авторам; лишь 16 — более или менее длинные речи, а остальные 77 — краткие наставления или даже отрывки. Поучения З., принадлежа к числу древнейших, дают много ценных сведений по истории догматов и по христианской археологии. Написаны они живым, изящным языком и свидетельствуют об учености автора. Лучшие издания; Миня ("Patrologia", series latina, т. 11) и G. C. Griuliari (Верона, 1883). Немецкий перевод — "Bibliothek der Kirchenv äter" (Кемптен, 1877); подробное указание литературы в "Патрологии" Отто Барденгевера (§ 69). См. еще "Христ. Чтение", 1838 и 1843 гг.; Филарет, "Историческое учение об отцах церкви" (т. II).

Зенон, стоик

— основатель стоической школы, сын Мназея; род. в греко-финикийском городе Китие, на острове Кипре; занимался сначала морской торговлей; около 320 г. (до Р. Х.) переселился в Афины, где стал учеником Кратеса, но, недовольный его "киническим бесстыдством", перешел к Стильпону и к диалектику Диодору. Став сам учителем, З. собрал вокруг себя многочисленных учеников, которые сначала назывались, по его имени, зенонеями, а потом, по месту преподавания (ποικιλη Ζτοα) — стоиками. Превосходные качества его характера заслужили ему особенное уважение афинян и царя Антигона Гоната; награжденный при жизни золотым венцом и статуей, он по смерти удостоился почетного погребения в Кермаике. Живя крайне просто, без семьи и рабов, он избегал, однако, цинической нищеты и грязи. Он прожйл в Афинах около 60 лет и достиг глубокой старости; год его смерти (как и рождения) в точности неизвестен (по предположению Целлера он ум. в 270 г., по Дройзену — в 267 г. до Р. X.). Писания З. по этике, диалектике, физике и пиитике, перечень которых находится у Диогена Лаэрция, отличались, по древним свидетельствам, краткостью и отсутствием красноречия, ог них сохранились лишь немногие и незначительные отрывки, сомнительной подлинности. В общем учении стоиков, как оно излагается у древних авторов, невозможно определить, что собственно принадлежит З. и что — его преемнакам, Клеону и Хризиппу. См. Стоическая философия.

Вл. С.

Зенон, философ

(V в. до Р. Х.) — элеец, сын Телевтогора, любимый ученик Парменида, подтверждал его учение о единстве и неподвижности бытия диалектическими аргументами, показывая, что противные ему обычные представления о множественности и движении распадаются во внутренних противоречиях. Аристотель называет его изобретателем диалектики. Вот сущность главных аргументов З.:

А) Против множественности: если все состоит из многого, или если сущее реально делится на обособленные части, то каждая из этих частей оказывается зараз и бесконечно малой, и бесконечно великой, ибо, имея вне себя бесконечное множество всех прочих частей, она составляет бесконечно малую частицу всего, но, с другой стороны, слагаясь сама из бесконечного множества частиц (будучи делима до бесконечности), она представляет величину бесконечно большую. Так, выходит, если признавать все частицы имеющими величину и делимыми; если же признать, что многое, т. е. частицы всего, не имеют никакой величины и потому неделимы, то выходит новое противоречие: все оказывается равным ничему. В самом деле, то, что не имеет величины, не может, присоединяясь к другому, его увеличивать (нуль не есть слагаемое); поэтому и все, состоящее из неделимых, лишенных величины, само не имеет никакой величины, или есть (материально) ничто. По словам Гегеля, "Зенонова диалектика материи доныне не опровергнута" (см. Материя).

Б) Против движения. Чтобы пройти известное пространство, движущееся тело должно сперва пройти половину этого пространства, а для этого — сначала еще половину этой половины, и т. д. до бесконечности, т. е. оно никогда не тронется с места; на этом основании быстроногий Ахиллес никогда не может догнать медлительную черепаху. Другой аргумент: движущееся тело, напр. летящая стрела, в каждый момент движения занимает определенное пространство, т. е. находится в покое, и таким образом, все движение разлагается на моменты покоя, следовательно, представляет внутреннее противоречие (так как из нулей движения нельзя составить положительную величину). Аргументы З. не суть софизмы, а указывают на действительные противоречия в понятии вещества, пространства и времени, как состоящих из реально-раздельных частей; именно это понятие и хотел опровергнуть З. О положительном учении, которое он доказывал этим отрицательным путем, см. Парменид, Элейская школа; там же литература.

Вл. С.

Зента

— местечко на правом берегу Тиссы, в 30 верстах к Ю от Сегедина (в Венгрии). 11-го сентября 1697 года около З. произошло сражение между вторгнувшейся в Венгрию турецкой армией, предводимой самим султаном Мустафою II, и имперскими войсками, под начальством принца Евгения Савойского. Мусульмане потерпели полный разгром: до 20 тыс. их (в том числе великий визирь и до 50 пашей) легли на поле битвы, до 10 т. утонуло в Тиссе, остальные рассеялись, и только 13 сентября султан, бежавший в Темешвар, мог начать собирать там остатки своей армии.

Зенфль

(Ludwig Senfl или Senfel) — один из знаменитых германских композиторов-контрапунктистов XVI столетия (1492-1555), ученик Генриха Исаака, был дружен с Лютером. Писал духовные сочинения, преимущественно мометы. Обладая громадной контрапунктической техникой, он в своих сочинениях не всегда давал ей преобладающее значение, стремясь к художественной музыкальной характеристике текста. В этом отношении особенно замечательна музыка З. к одам Горация.

Н. С.

Зенфт

(Фердинанд Senft, род. в 1810 г.) — доктор, профессор геогнозии и почвоведения в Эйзенахской высшей лесной школе (до 1890 г.). Автор сочинений: "Lehrbuch der Gebirgs— und Bodenkunde f ü r Forst und Landwirthe" (2 части 1847); "Lehrbuch der forstlichen Naturkunde" (3 части 1857), "Klassificati în und Beschreibung der Felsarten" (1857), "Humus-Marsch-Torf— und Limonitbildung der Felsarten (1862); " Mineralische Gegentheile der Felsarten nach ihren Umwandlungen (1865); "Steinschutt und Erdboden nach Bildung, Bestand, Eigenschaft und Verhalten zum Pflanzenleben" (1867, 2-е изд. 1878); "Systematische Bestimmungstafeln in Deutschlands wildwachsenden und cultivirten Holzgewä chsen" (1868); "Synopsis der Mineralogie und Geognosi" (3 части 1878); "Thonsubstanzen" (1879) и "Der Erdboden nach Ertstehung, Eigenschaften und Verhalten zur Pflanzenwelt" (1888).

Зеньков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зепп

(Иоанн Непомук, род. в 1816 г.) — замечательный католический богослов и историк, профессор Мюнхенского университета, по образу мыслей близкий к Шеллингу и Герресу. Основные взгляды З. изложены в его "Chronologie mit vollst ändiger Berichtung der christlichen Zeitr echnung". Написал еще: "Leben Jesu" (против Штрауса, 2 изд. 1854-1862); "Das Heidenthum und dessen Bedeutung f ü r das Christenthum" (Регенсб. 1853), направленные против Ренана и Штрауса "Thaten und Leben Jesu in ihrer weltgeschichtlichen Begl ä ubigung" (Шафгауз. 1864) и "Geschichte der Apostel vom Tode Jesu bis zur Zerst ö rung Jerusalems" (2 изд. Шафгауз. 1872-76); "Neue architektonische Studien und historisch-diplomatische Forschungen in Pal ä stina" (Вюрцб. 1867); "Das Hebr ä erevangelium" (Мюнх. 1870). Исторические сочинения З.: "Beitr ä ge zur Geschichte des bayr. Oberlandes" (Аугсб. 1853-54 г.); "Ludwig Augustus oder das Zeitalter der Wiedergeburt der Kunste" (Шафгауз. 1869), "Altbayrischer Sagenschatz, zur Bereicherung der indogermanischen Mythologie" (Мюнх. 1876). К юбилею своего учителя Гёрреса З. издал: "G ö rres und seine Zeitgenossen" (Нердл. 1877 г.). По поручению Бисмарка, З., с сыном своим Бернгардом, предпринял в 1874 г. путешествие на Восток ("Meerfahrt nach Tyrus zur Ausgrabung der Kathedrale von Tyrus" Лпц. 1879) и привез много древностей в Берлинский музей. Кроме ученых сочинений, З. написал несколько драм. Был членом франкф. парламента и баварской палаты депутатов.

Зерабулакский 3-й резервный батальон

— сформирован в 1874 г.; в 1900 г. получил теперешнее наименование.

Зеравшан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зеравшанские горные экспедиции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зеравшанский ледник

— см. Зеравшан.

Зеравшанский округ

— образован в конце июня 1868 г. из восточной части Бухарсхого ханства, занятой в этом году русскими войсками; в состав округа вошли города Самарканд, Ургут, Катта-Курган, Чилек, Яны-Курган и Пенджшамбе, с округами. В конце 1868 г. к З. окр. был присоединен г. Пенджекент с его селениями. В 1870 и 71 г. к З. округу были присоединены все бекства верховья Зеравшана и бекство Фарабское, расположенное в верховях Кашка-дарьи. 1 янв. 1887 г. З. округ включен в состав вновь образованной Самаркандской обл.

В. М.

Зеравшанский хребет

(Самаркандской обл.) — принадлежит к системе Гиссарского хребта (см. Гиссарский хребет) и, отделившись от него у перевала Пакшиф (12 тыс. фт.), направляется прямо на запад, приблизительно до меридиана г. Джизака, на котором опять примыкает к Гиссарскому хребту (хр. Хазрети-Султан). Между означенными точками З. хребет имеет в длину около 160 верст, на большей части которых он отделяет верхнее течение р. Зеравшана от Ягноб-дарьи, левого ее притока. Ягноб-дарья, начинаясь к зап. от перевала Пакшиф, течет на 3 по ущелью между Гиссарским (Ю) и Зеравшанским (С) хребтами; затем, приняв слева Искандер-дарью, вытекающую из оз. Искандер-куль, принимает название Фан-дарьи, поворачивает под прямым углом на С и, прорвавшись по узкому, дикому и опасному для движения ущелью, через Зеравшанский хреб., впадает слева в Зеравшан. Длина ущелья 24 в., начало на высоте 4500 ф., конец на высоте 6300 ф.; дорога идет по карнизам и балконам, нависшим над пропастью, где течет Фан-дарья. Бока ущелья весьма интересны в геологическом отношении. Зеравшанский хребет на значительном протяжении покрыт вечными снегами и, представляя значительные трудности для прохода, даже на западной, более низкой оконечности имеет вершины в 18300 ф. выс. над ур. м. Склоны гор местами покрыты зарослями древовидного можжевельника, тополя и др. лиственных пород; выше древесной растительности находятся горные пастбища. Из нескольких весьма трудных перевалов через З. хребет наиболее доступным, но все-таки очень трудным (снеговой), является Дархский (13000 ф.), служащий главным путем сообщения между жителями верховьев Зеравшана и ущельем Ягноб-дарьи. Главнейшим путем, связывающим оба склона З. хр., служит указанное замечательное ущелье Фан-дарьи, через которое идет дорога из долины Зеравшана и перевал Мура в Гиссар.

В. М.

Зерендинская киргизская волость

— Кокчетавского уезда, Акмолинской области, в 20 верстах от уездного города; основана в 1869 г. и населена исключительно кочующими киргизами (2198 кибиток в 11 аулах). Жителей 11081; на 1 кибитку приходится 412,9 дес., на 1 душу — 81,9 дес. Лошадей 23428, крупного рогатого скота 8927, верблюдов 75, овец 31872, коз 6245 голов.

Л. В.

Зерендинская станица

— Кокчетавского уезда, Акмолинской области, в 22 верстах от уездного города. Дворов 251, жителей 1476, казачьего сословия и православного вероисповедания; православная церковь, церковно-приходская школа.

Зерентуй, река Забайкальской области

— река Нерчинского и Нерчинско-Заводского округов Забайкальской области, впадающая с левой стороны в р. Нижн. Борза. Замечательна богатством серебросвинцовых руд, сопровождающих ее возвышенные берега. Зерентуйские возвышенности состоят из плотных серых известняков и глинистых сланцев. Первые рудники открыты здесь в 1739 г.; они разрабатывались до 1848 г. и затем были покинуты, как окончательно разработанные. Впоследствии обнаружены золотые, весьма богатые руды, и здесь учреждена Зерентуйская горная дистанция и каторжная тюрьма; разработка руд ведется ссыльнокаторжными.

Л. В.

Зерентуй, село Забайкальской области

(Горный Зерентуй тож) — село Нерчинско-Заводского округа Забайкальской области, в 14 верстах от центра управления каторгой Нерчинских заводов, на р. З., лев. притоке Нижней Борзы. Приют для детей ссыльнокаторжных, состоящей под покровительством Государыни Императрицы и основанный обществом попечения о детях ссыльнокаторжных. Главными источниками для сооружения этого приюта послужили 90000 р., переданные обществу по Высочайшему повелению. На содержание приюта назначено 7000 руб. При приюте церковь и одноклассное училище. В дек. 1893 г. в приюте было свыше 60 детей (см. "Прав. Вестн.", статья: "Детский приют на каторге ", № 77, 1894).

Л. В.

Зеркало

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зеркало Света

— еженедельный журнал, издававшийся в СПб. еженедельно, в 1786—1787 гг. Издателями были сперва И. Ф. Богданозич и Ф. О. Туманский, затем один последний.

Ср. А. Н. Неустроев, "Историческое разыскание о рус. повременных изданиях и сборниках за 1703—1802 гг." (СПб., 1874).

Зеркальное письмо

— см. Зеркало.

Зеркальное производство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зеркальный канон

— см. Канон.

Зеркальный металл

— Сплавы меди и олова имеют вообще желтый, оранжевый или красный цвета, смотря по относительному содержанию каждого из металлов в сплаве, за исключением лишь таких, в которых на 4 атома меди входит 1 — олова (SnCu 4), или на 3 — меди, 1 — олова. Эти последние два сплава имеют серо-стальной цвет. Из этого сплава отливаются вогнутые и выпуклые зеркала для отражательных телескопов, оттого и название сплава (по системе Фуко). Очень часто зеркала из З. металла заменяются стеклянными, высеребренными с лицевой стороны зеркалами, отражающими около 90% падающего на них света, тогда как З. металл отражает не более 69% из вертикально падающих на него лучей.

Ф. П.

Зеркальный чугун

— см. Белый чугун и Марганец.

Зеркальце

— название, применяемое 1) для обозначения двух хитиновых перепонок в срединной полости голосового аппарата Cicadidae (см. Цикады) и 2) для обозначения части передних крыльев, ограниченной двумя косыми поперечными линиями, идущими от переднего к внешнему краю крыла, и прорезанной темными линиями или точками, у бабочек из рода Grapholitha, относящегося к семейству Tortricidae (см. Листовертки).

Зерникав

— см. Адам Черниговский.

Зернин

(Александр Петрович) — профессор Харьковского университета (1820—1866). Окончил Главный педагогический институт и там же остался преподавателем русской истории. В 1847 г. получил степень магистра и переведен адъюнкт-профессором в Харьковский университет. Он не был блестящим лектором, но приносил большую пользу слушателям научным изложением предмета, знакомя их с первоисточниками. Его собственные научные труды свидетельствуют об основательном изучении затрагиваемых им вопросов: "Об отношениях константинопольского патриарха к русской иерархии", "Об учреждении в России патриаршества", "Нифонт еп. новгородский", "Царь Алексей Михайлович", "Имп. Вас. Македонянин", "Очерк жизни константинопольского патр. Фотия", "Жизнь и литературные труды Константина Багрянородного", "Очерки, служащие к разъяснению польской истории XVI в.", "О самозванцах", (по поводу соч. Мериме: "Лжедимитрий"), "О мятежах в царствование Алексея Михайловича", "Судьба местничества при первых 3 государях династии Романовых", разбор соч. Костомарова — "Богдан Хмельницкий". З. был глубоко предан науке; в нравственном отношении он также стоял очень высоко.

Д. Б.

Зернов, Дмитрий Николаевич

— профессор анатомии Московского университета. Окончив в 1865 г. медицинский факультет Моск. университета, З. через два года защитил диссертацию ("О микроскопическом строении хрусталика у человека и позвоночных животных", М., 1867) на степень доктора медицины и отправился для усовершенствования за границу; с 1869 г. начать читать, там же, нормальную анатомию. Был секретарем, а потом председателем Моск. физико-медицинского общества. Сотрудник многих медицинских изданий. Отдельно появились: "Об истинном гермафродитизме у высших животных" (М., 1874); "Индивидуальные типы мозговых извилин у человека" (М., 1877); "О пределах индивидуальных и племенных видоизменений типических бороздок и извилин мозга" (М., 1883); "Об атавизме микроцефалов" (М., 1883, 2-е изд. 1885); "Сочленение костей (синдесмология)" (М., 1885); "Об анатомических особенностях мозга интеллигентных людей" (М., 1887); его же "Руководство описательной анатомии человека" (М., 1890-92, ч. I — III; некоторые из этих частей уже вышли вторым изданием) заключает в себе описание органов в систематическом порядке, в связи с морфологическими учениями и отчасти с эмбриологией.

Зернов, Николай Ефимович

— заслуженный профессор Московского университета (1804-1862). З. обучался сначала в ярославском Демидовском лицее, а потом на математическом факультете Моск. университета, где вскоре по окончании курса защитил диссертацию на степень магистра: "О суточном и годовом движениях земли" (1827), и до 1834 г. состоял преподавателем математики в среднеучебных заведениях Москвы. В 1834 г. был определен адъюнктом в Моск. университет, а в следующем году экстраординарным профессором чистой математики. В 1837 г. защитил на степень доктора "Рассуждение об интеграции уравнений с частными дифференциалами", а через 5 лет утвержден ординарным проф. С 1845-50 г. был цензором. Кроме упомянутых его трудов наиболее известны: "Начальные основания арифметики" (М., 1827), "Дифференциальное исчисление с приложением геометрии" (М., 1842) и начало предсмертного соч. "Главные основания высшей алгебры" ("Ж. М. Н. Пр.", т. 114). Многочисленные свои статьи З. помещал в "Ученых записках Московск. унив.", в "Магазине Естественной Истории", "Москвитянине", и др. (Ср. некролог в "Моск. Вед." 1862 г., № 261 и 1 864 г. № 11; "Ж. М. Н. Просв.", 1863 г., № 1).

Зернов-Вельяминов

(Владимир Владимирович) — ориенталист, почетный член Академии наук; род. в 1830 г. в СПб.; окончил курс в Императорском Александровском лицее. Еще в Лицее развилась у него страсть к восточным языкам, и он стал брать уроки еврейского языка — у Павского, арабского и персидского — у профессоров Университета и Института вост. языков. В 1851 г. З.-В. отправился на службу в Оренбургский край, где занялся практическим изучением тюркских наречий, до тех пор почти совершенно не исследованных. Здесь он написал свои "Исторические известия о киргиз-кайсаках и сношениях России с Средней Азиею", которые сначала были напечатаны в местных оренбургских газетах, потом вышли отдельной книгой (Уфа, 1853-1855). Дела областного архива, касающиеся местных инородцев, послужили материалом для его "Источников для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями" ("Записк. Акад. Наук" т. V. Приложение). Вернувшись с Урала, З.-В. поступил на службу в азиатский департамент. В 1863 г. вышел первый том его "Исследования о касимовских царях и царевичах", основанного на тщательном и всестороннем изучении как русских, так и восточных источников (печаталось в "Труд. Вост. Отд. Имп. Археол. Общ." ч. IX, X, XI, 1863- 1 866 г., ч. XII, 1887; в немецком переводе Zenker'a, Лейпциг, 1867). Автор попутно разъяснил здесь целый ряд вопросов, связанных с историей Золотой Орды, Крыма, Казани, Астрахани и Средней Азии. Одновременно с этим трудом появились "Материалы для истории Крымского ханства" (СПб., 1864; франц. пер. Лпц., 1864). "Словарь джагатайско-турецкий", изданный З.-В. в 1868 г., представляет, по словам Н. И. Веселовского, "издание образцовое и в области ориентализма едва ли имеющее равное себе". Из других его трудов важнейшие: "История курдов" (на персид. яз.) и "Монеты бухарские и хивинские" ("Зап. Археол. Общ.", т. XIII). В 1888 г. он занял пост попечителя учебного округа в Киеве, а в 1889 г. назначен председателем комиссии по разбору древних актов в Киевской, Волынской и Подольской губ.

А. М. Л.

Зернов-Вельяминов (дополнение к статье)

(Владимир Владимирович) — ориенталист; умер в 1904 г.

Зерновая совка

(Hadena basilinea) — бабочка из семейства Hadenidae, принадлежащего к группе ночных бабочек; см. Совки.

Зерновка

— сухой невскрывающийся плод, у которого семенная кожура и оболочка плода так срастаются друг с другом, что не могут быть разделены (напр. у злаков).

Зерновки

(Bruchidae) — семейство жуков, личинки которых живут в семенах или зернах преимущественно бобовых растений (Papilionaceae), откуда и название. Форма тела овальная, направленная вниз голова кзади несколько суживается, а спереди вытянута в виде небольшого хоботка; глаза большие, подковообразные, усики длинные, 11-члениковые, пильчатые или гребенчатые; на брюшке различимы 5 сегментов, из которых последний не прикрыт надкрыльями. Сюда относится более 400 видов мелких хорошо летающих жучков, распространенных во всех частях света, но особенно многочисленных в Европе и Америке. Из яичек выходят личинки в первой стадии, снабженные грудными ногами, а в следующих стадиях они являются безногими. Некоторые виды З. являются вредными, так как личинки их портят семена возделываемых бобовых растений. Наиболее богатый видами род — Bruchus — заключает несколько очень обыкновенных в Европе видов. Br. pisi, гороховая З. черного цвета с беловатыми волосками; основание усиков, передние голени и лапки красно-желтые; длиной 4½ мм. Летает весной и откладывает желтые яички на молодые стручки гороха; личинки въедаются по одной в молодые зерна; осенью, когда горох бывает собран, происходит окукление, жуки же выходят из горошин обыкновенно следующей весной, прогрызая круглое отверстие. Вред от гороховой З. замечался в Англии, Германии и на юге России; в качестве мер борьбы рекомендуется: 1) сортировка гороха при посеве, 2) нагревание горошин до 4 1,5°Р., причем З. умирают, а горошины остаются всхожими, 3) высевание части гороха ранее обыкновенного, чтобы приманить З. и обратить в пищу зараженные стручья. Из близких видов вредят Br. granarius видам Vicia (V. faba), Br. lentis — чечевице, Br. rufim a nus — полевым и садовым бобам.

М. Р.-К.

Зерновой слоник

(Sitophilus granarius) — жук из семейства слоников, или долгоносиков (Curculionidae), называемый также амбарным долгоносиком (см. Долгоносики).

Зерновые склады

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зернодавилка, зернодробилка и зерноплющилка

— машины, служащие для подготовления зерна, назначаемого в корм животных, посредством давления, расплющивания или раздробления (приготовлением дерти), чем они подготовляют зерно, даваемое в пищу животным, к более легкому, лучшему и более скорому усвоению животным принятой пищи. Животных, отличающихся прожорливостью, особенно полезно кормить, если не дертью, то по крайней мере раздавленным зерном, ибо они, жадно глотая пищу, пропускают ее в желудок, не пережевав надлежащим образом; целое зерно, не перевариваясь, так целиком и выходит; раздробленное или даже только раздавленное зерно скорее пережевывается, и потому содержащиеся в нем питательные вещества непременно в большем количестве поступают в организм животного. Плющение семени производится машинами, рабочий механизм которых состоит из гладких, либо рубчатых валков, установленных так, что их облые поверхности находятся близко одна к другой и могут быть в известной мере сближаемы и удаляемы.

Зернодавилка, зернодробилка и зерноплющилка

Зернодавилка.

Фигура показывает общее положение частей З.; на ней видны вверху ковш, имеющий вид воронки, в которую засыпают зерно, назначенное к дроблению; из воронки оно попадает промеж названных валков и раздавливается в большей или меньшей степени, смотря по степени сближения давящих поверхностей, приближаемых и удаляемых посредством особого винта. Валки, в зависимости от их размера и величины, производимой ими работы, приводятся в движение человеком либо каким-нибудь иным двигателем и вращаются в противоположные стороны. Раздавленное зерно выходит сбоку через желоб. Подшипники одного из валков, обыкновенно меньшего, подвижны, удерживаются в данном им положении посредством особой пружины: такое приспособление дает возможность проскакивать между валками твердым телам, случайно попавшим в зерно, каковы гвозди, камешки и т. п., без повреждения самых валков. Ручные зерноплющилки обыкновенно давят в час от 2 1/2 до 3, а производительность приводимых в движение иными двигателями может достигать 13-15 чтк. в час. Дробить зерно можно на обыкновенных мукомольных мельницах, если раздвинуть жернова так, чтобы зерна не истирались в муку, а лишь разламывались, но кроме того для дробления служат особые машины, в которых жернова походят на жернова кофейных мельниц или имеют вид облонков с шипиками, поставленными под прямым углом к их рабочей поверхности. Таковы жернова, построенные по системе Шмея.

Ф. К.

Зерноотделительные машины

— служат для отделения волосков хлопка oт семян, которые эти волоски покрывают. См. Волокнистые вещества и Хлопок.

Зерносушильня

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зерночистилки и зерносортировалки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зернь

(стар.). — Так называются небольшие косточки с белой и черной сторонами, служившие предметом игры, особенно распространенной в XVI и XVII вв. Выигрыш определялся тем, какой стороною упадут брошенные косточки; искуссники умели всегда бросать так, что они падали той стороною, какой им хотелось. Эта игра считалась предосудительной: в наказах воеводам предписывалось наказывать занимающихся ею. Однажды только, в 1667 г., З. вместе с картами была отдана на откуп, в Сибири.

В. P-в.

Зертис

(Стефан Константинович З.-Каменский, 1660-1722) — молдаванин, с 1691 г. состоял при Мазепе переводчиком молдавского, греческого и турецкого языков. Когда Мазепа присоединился к Карлу XII, З., оставленный в Батурине, убеждал местные малороссийские власти отстать от предателя, за что был прикован к пушке и освобожден лишь после взятия Батурина русскими. З. — отец московского архиепископа Амвросия (см.), павшего жертвой черни во время чумы 1771 г.

Зерцало Великое, в русской литературе

— важный памятник переводной русской литературы XVII в., представляющий собою сборник (до 900) разнообразных повестей и анекдотов, преимущественно поучительного характера. Зачаток Великого З. можно видеть в латинском средневековом сборнике: "Speculum exemplorum e x diversis libris in unum laboriose collectum" (Девентер, 1481), составленном в Нидерландах, в переходную эпоху между господством схоластического направления и гуманизмом. Сборник этот предназначался преимущественно для проповедников, чтобы облегчить им подыскивание примеров, иллюстрирующих тему проповеди, и издан 9 раз в промежутке между 1481-1519 гг. В 1605 г. иезуит Johannes Major, как значится в позднейших изданиях, выпустил в свет переработку "Speculum exemplоrum", под заглавием "Magnum Speculum" и т. д., дополнив основной текст 160 примерами и расположив все содержание по рубрикам. С этого времени "Magnum Speculum" получает широкое распространение и постепенно перерабатывается и дополняется иезуитами в духе крайнего аскетизма. С латинского языка Великое З. в первой половине ХVI в. было, между прочим, переведено кс. иезуитом Симоном Высоцким на польский язык, и содержание его пополнено новыми статьями. Позже Великое З. отчасти было переведено на южно-русский язык (рукоп. Моск. син. библ. № 729), отчасти же им пользовались южно-русские проповедники — Галятовский, Радивиловский и др., — подражая католическим проповедникам. Во второй половине XVI в. Великое Зерцало переводится с польского на великорусский литературный язык и опять пополняется новыми статьями, причем вся масса списков представляет два основных типа. Переводчики порой приспособляли и переделывали текст повестей, но в большинстве случаев мы имеем довольно близкий перевод. Один из переводов (Бусл. список 124), тщательно переписанный и исправленный, заставляет предполагать что Великое З. приготовлялось к печати, тем более, что и перевод сделан был по желанию царя Алексея Михайловича (Синод. № 100). Но напечатано Великое З. до сих пор не было. Общность направления — аскетического, легендарного и поучительного — так сблизило Великое З. с древнерусской литературой, что самый сборник как бы утратил характер переводного, и повести его, наравне с помещенными в прологах, стали входить в синодики и в другие сборники, а также в значительной степени отразились в народной словесности: в духовных стихах и в сказках. Под влиянием Великого З. возникли и новые повести, с чисто русской окраской — напр. повесть о Савве Грудцыне, прототип которой можно указать в Великом З. второй редакции. Источники Великого З. весьма многочисленны и разнообразны, иезуиты много внесли повествовательного материала из византийских источников, пользуясь преимущественно изданием: "Vividarium sanctorum ex menaeis graecorum transl. in lat. sermonem per Matth. Raderum St. Jesu"; составители и переделыватели пользовались также трудами Иоанна Мосха, Joannes le Comte, Якова de Voragine, Фомы Кантипратана, Петра Альфонса, Викентия из Бовэ и т. д., а также "Римскими Деяниями", патериками и средневековыми хрониками.

Ср. А. Пыпина: "Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских" (1858); П. В. Владимирова, "Великое Зерцало. Из истории русской переводной литературы XVII в." (М. 1884); его же, "К исследованию о Великом З." (Казань, 1885 г.).

В. П.

Зерцало Великое, в средневековой литературе

(Speculum majus) — средневековая энциклопедия, составленная Викентием из Бовэ (см.) и вместившая в себе всю сумму знаний средневекового человечества. Непосредственно или посредственно З. великое легло в основу множества дидактических поэм XIV и XV в. и отразилось, между прочим, на "Божественной Комедии" Данте. Немедленно по изобретении книгопечатания З. напечатано было по крайней мере 6 раз, даже после того, как появились уже энциклопедии, основанные на новых началах, оно перепечатывалось дважды (в 1521 и 1627 гг.).

Зерцало или диоптра

— 1) рассуждение, написанное на греческом языке в 1096 или 1097 г. Филиппом Пустынником, жившим, по-видимому, в Македонии; затем оно переведено на языки латинский и церковно-славянский. В славянском переводе оно дошло до нас во множестве списков, из которых древнейший относится к 1305 г. З., которому в некоторых списках придается эпитет богословного, представляет разговор души с телом о правилах христианской веры, иначе — о Боге и ангелах, пришествии антихриста и кончине мира, о разлучении души с телом, мытарствах души и Страшном суде, об устройстве вселенной и человека. Разговор этот отличается той особенностью, что тело просвещает душу. Автор, на словах, признает себя дуалистом, обявляет, что душа — владычица тела, но, в то же время, проводит материалистические взгляды, хотя не доказывает их и не дает себе отчета в вытекающих из них последствиях. Он обнаруживает знакомство с Платоном, Аристотелем, Плотином, Гиппократом, Галеном. В неразрывной связи с теорией медицинской школы стоит главный вывод автора З., по которому душевные свойства находятся в зависимости как от состава тела, так и от климатических и др. условий места и времени. Главную часть души — ум — он помещает в мозг и полагает, что повреждение мозга влечет за собою уничтожение духовной жизни; добродетели и пороки, по его мнению, развиваются благодаря известному смешению или растворению элементов тела. Подробный обзор З. и литературные указания см. в статье М. Безобразовой в "Журн. Мин. Нар. Просв." (1893 г. № 11); 2) "Диоптра альбо зерцало и выражение живота людского на том свете" — сочинение, переведеннное с греческого языка Виталием, иеродиаконом виленского Духова монастыря, и напечатанное в 1612 г. в Евье, в типографии виленского братства св. Духа; было перепечатано дважды в 1642 г. (Евье и Вильна), а также в 1651 г. (Кутейна).

Зерцало, вид доспеха

— см. Доспех.

Зерцало, литературные произведения

(лат. Sресulum) — в старину, как на Западе, так и у нас, название множества литературных произведений, содержания преимущественно педагогического и нравоучительного. Так, в немецкой литературе З. князей (Fü rstenspiegel) давало государю руководящие начала для его деятельности; одно из произведений этого рода — "Der deutsche F ürsten spiegel" — составлено около 1570 г. брауншвейгским герцогом Юлием и его супругой Елизаветой и издано Strombeck'oм (Брауншв. 1826). О др. З. см. соотв статьи.

Зерцало, озеро Томской губернии

(Зеркальное) — озеро Томской губернии, Барнаульского округа, в 150 верстах к ЮЗ от Барнаула, в длинной цепи озер, расположенных по течению р. Барнаулки. Озеро имеет 16 вер. в длину и от 1 1/2 до 2 вер. в ширину, глубина его от 1 до 2 1/2 саж. Дно песчаное. В озере водится некрупная, преимущественно белая рыба. З. соединяется рекой с лежащим от него на СВ Волостковым оз., а в западн. его конец впадает р. Барнаул, вытекающая из оз. Горького.

Зерцало, эмблема правосудия

— трехугольная призма, помещаемая на столе в присутственной комнате, во всех без изъятия присутственных местах. На трех сторонах призмы наклеены печатные экземпляры Петровских указов: 17 апреля 1722 г. — о хранении прав гражданских, 21 января 1724 г. — о поступках в судебных местах и 22 января 1724 г. — о государственных уставах и их важности. Указы эти напоминают присутстствующим: первый, что "всуе законы писать, когда их не хранить или ими играть как в карты, прибирая масть к масти, чего нигде в свете так нет, как у нас было, а от части и еще есть, и зело тщатся всякия мины чинить под фортецию правды"; второй — что надлежит "чинно поступать, понеже суд Божий есть: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением"; третий — что им надлежит "ведать все уставы государственные и важность их, яко первое и главное дело, понеже в том зависит правое и незазорное управление всех дел, и каждому для содержания чести своей и убежания от впадения неведнием в погрешение и в наказание должно". Если где не окажется З., то виновные подвергаются выговору (ст. 39, т. II, Св. Зак., изд. 1892 г.).

Зерцалов

(Александр Николаевич, 1839—1898) — историк. Окончил курс в Школе топографов (ныне Константиновский межевой институт). Служа в Архиве министерства юстиции, занялся изучением и разбором документов, относящихся к истории русского права. Главные его труды: "К истории земских соборов", "Новые данные о земских соборах в России 1648—1649" (М., 1887), "Материалы и документы по истории русского права", "О мятежах в Москве и в селе Коломенском 1648, 1662 и 1771 гг." (М., 1890), "Акты XVI — XVIII вв., извлеченные из Московского архива м-ва юстиции" (М., 1897).

Зеске

или Сеске — название нижнего течения реки Ауц, левого притока реки Шведт, впадающей с левой стороны в р. Аа (Курляндскую).

Зессау

или Сессау — левый приток курляндской реки Аа, берет начало в Ковенской губернии, около Курки, и впадает в Аа при Даннентале. Длина 40 вер. Приток ее Оглей.

Зесту-Кальнс

— гора Лифляндской губернии, Венденского уезда, принадлежащая к Лифляндскому плато реки Аа (Aa-Plateau) и возвышающаяся в южной его части. 674 фт. (по измерению Струве — до 718 фт. высоты).

Зет и Калаид

(Ζήτης καί Κάλαις) — сыновья Борея и Орейфии; известны под общим именем Бореадов и представлялись окрыленными. Они принимали участие в походе Аргонавтов, во время которого, прибыв во фракийский Салмидесс к царю Финею, освободили свою сестру Клеопатру, жену Финея, с ее сыновьями, из темницы, куда она была посажена мужем по наущению второй жены его. По другой версии сказания, они освободили самого Финея от гарпий (см.). Они погибли, преследуя гарпий, а по другим сказаниям были убиты Гераклом, на о-ве Теносе, где показывали их гробницы. Говорили, что одна из колонн, стоявших на этих гробницах, вращалась при дуновении северного ветра (Борея).

А. Щ.

Зета

— 1) река, текущая через Черногорию в Скутарское озеро, и 2) прилегающий к этой реке край Черногории и Албании. Вместе с Расью (Раса, Рашка земля) З. была колыбелью сербской державы. См. Черногория.

Предыдущая страница Следующая страница