Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Е" (часть 5, Ека - Еле)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Е" (часть 5, Ека - Еле)

Предыдущая страница Следующая страница

Екатеринбургские горнозаводские округа

(Восточно-Екатеринбургский и Западно-Екатеринбургский) — в Пермской губернии; в состав их входят 43 чугуноплавильных, литейных и железоделательных завода (20 в Восточно-Е. и 23 в Западно-Е. округе). Кроме того, на землях этих округов разрабатывается свыше 150 приисков золота (в 1887 г. — 153), на которых в 1887 г. добыто 178,5 пудов золота, и небольшой прииск платины — Первозванный.

Екатеринбургские Епархиальные Ведомости

— издаются с 1886 г., сначала еженедельно, с 1897 г. — два раза в месяц. Ред. протоиерей Н. М. Кибардин.

Екатеринбургский 37-й пехотный полк

Е. И. В. великого князя Алексея Александровича — сформирован в 1796 г., под названием Е. мушкетерского; в 1811 г. переименован в пехотный. Знаки отличия: 1) полковое знамя георгиевское, с надписью: "За отличие 1814 г. против французов и за Севастополь, 1854-55 гг."; 2) серебряная труба с надписью: "За взятие Монмартра 30 марта 1814 года".

Екатеринбургский Листок Объявлений

— справочная газета, издается в г. Екатеринбурге с 1902 г., три раза в неделю. Сначала изд.-ред. Г. М. Мерный, затем Е. В. Сонина, а с 1905 г. изд.-ред. В. А. Весновский.

Екатерингоф

- загородный парк с дворцом на западной стороне Петербурга, на берегу Невы, при самом начале Финского залива. Екатерингофский дворец заложен Петром Великим весной 1711 г., в память первой победы, одержанной им в виду этого места 6-го мая 1703 г. Петр назвал дворец Е. и подарил его своей супруге Екатерине. Дворец был деревянный; около него был построен другой, каменный, с башней, названный Подзорным, где Петр любил жить. В царствование Елизаветы Петровны дворец расширен и сделан двухэтажным. В 1840 г. дворец был ремонтирован, а в пятидесятых годах часть петровских вещей передана из него в Эрмитаж. Теперь во дворце сохраняются 3 портрета императора Петра, списанные с него при его жизни. Две комнаты в Е. убраны китайскими вещами, привезенными при Петре из Пекина нашим послом Измайловым. Две комнаты сохранили богатое убранство времен Елизаветы Петровны. Во дворце 12 тканых картин русских художников. Ср. М. И. Пыляев, "Старый Петербург". В царствование Елизаветы в Е. был зверинец для оленей. В E. 1 мая бывает народное гулянье.

А. Ф. С.

Екатериненталь

- императорский летний дворец близ города Ревеля (Эстляндской губернии), окруженный вековым парком и частными дачами. Е. основан Петром Великим, часто посещавшим Ревель; первоначально построен был простой домик, из которого царь мог видеть свой молодой флот на ревельском рейде. В 1718 г. Петр построил теперешний дворец, который подарил императрице Екатерине. Домик Петра уцелел рядом с дворцом. В Е. дворце императрицей Елизаветой подписан оборонительный договор с Марией-Терезией, перед Семилетней войной.

Екатеринентальские маяки

— на восточной стороне города Ревеля, служат для указания входа в Ревельский рейд. Огни постоянные.

Екатериненштадт

(Баронск) — немецкая колония на берегу реки Волги в Новоузенском уезде Самарской губернии. Основана в 1765 г. Одна из самых лучших колоний на Волге. Жителей 6077. Всей земли надельной удобной 17921 десятина и неудобной 5982 десятины. Колонисты купили 45894 десятины; из них 6841 десятина куплена всем обществом. Сельское хозяйство поставлено хорошо. В колонии 17 молотилок, 14 веялок и 69 железных плугов. Лошадей в 1887 г. было около 2 1/2 тыс.; крупного рогатого скота на двор приходилось 4,2. Под садами было 16 десятин. Промыслами занимались около 800 человек. Торгово-промышленных заведений было 133, трактиров и кабаков 11. В 1890 г. отправлено по Волге хлеба 622 тыс. пудов, всех товаров 635 тыс. пудов, а прибыло 205 тыс. пудов. Лесная пристань. Особый попечительный совет занимается устройством сирот. Детский приют, больница и врач, несколько школ.

Екатерининская железная дорога

Статья большая, находится на отдельной странице.

Екатерининская, бухта Архангельской губернии

(Корабельная) — бухта Северного Ледовитого океана, Архангельской губернии, на северном берегу Кольского полуострова. Бухта хорошо защищена, шир. 200—350 саж., глуб. 60—200 фт.; при ней в 1899 г. основан уездный город и порт Александровск (см. соотв. статью).

Екатерининская, слобода Донской области

— слобода Донской области, Ростовского округа, на реке Ее. Значительная ярмарка, на которую пригоняют много лошадей, крупного рогатого скота и овец. Жителей свыше 8 тыс.

Екатерининская, слобода Казанской губернии

— слобода Казанской губернии, Чистопольского уезда. Дворов 376, жителей 2322; церковь, начальное училище. Близ нее сохранился версты на две ров с валом, остаток первой Закамской линии.

Екатерининская, станица Амурской области

— казачья станица в Амурской области, в 44 верстах выше Благовещенска, на левом берегу реки Амур, при впадении реки Грязнушки; основана в 1859 г.; 50 дворов; 335 жителей; церковь и школа.

Екатерининская, станица области Войска Донского

— станица 1-го Донского округа, области Войска Донского, на левом берегу Донца, в 58 верстах от окружной станицы; дворов 972, жителей 6051; церковь, церковно-приходская школа. Главное занятие казачьего населения — овцеводство и коневодство, а не казачьего сословия — работа по добыванию каменного угля из Грушевских шахт и доставка его к железнодорожным станциям.

Екатерининские минеральные источники

— Саратовской губернии, Царицынского уезда, близ колонии Сарепты. Вода горько-соленая, есть один источник щелочной и один железный. Воды открыты в 1769 г., исследованы и в начале XIX ст., до развития кавказских мин. вод, посещались приезжими больными; в настоящее время почти не эксплуатируются.

Екатерининские монастыри в России

— 1) Екатерининская пустынь, мужская, Подольского уезда, в 25 верстах от Москвы, основана в 1660 г. царем Алексеем Михайловичем. 2) Екатерининский греческий монастырь, II класса, мужской, в Киеве, на Подоле; состоит на положении греческого монастыря в Москве, т. е. ведается непосредственно архимандритом Синайской обители; в 1858 г. денежная его часть подчинена контролю киевской духовной консистории. 3) Екатеринолебежская пустынь, мужская, называемая также и Николаевским Черноморским монастырем, близ города Тамань. 4) В царской грамоте 1606 г. упоминается еще Е. монастырь в Вятском уезде, неизвестно когда упраздненный.

В. Р.

Екатерининский серебряный рудник

— Нерчинского округа, Забайкальской области, Шилкинского горного округа и участка, в верховьях реки Средней Борзы; заложен в 1776 г. Добыча серебра здесь, несмотря на обилие вырабатываемой руды (до 40000 пудов в год), довольно незначительна; это объясняется тем, что серебро добывается из свинцового блеска, содержащего в каждом центнере только от половины до четырех лотов металлического серебра, выплавляемого из свинца; в Нерчинске же, по причине затруднительности транспорта, добываемый свинец почти никакой цены не имеет. С проведением Сибирской железной дороги Е. руднику может предстоять лучшая будущность.

Л. В.

Екатерининское, село Ставропольской губернии

или Екатериновское — село Ставропольской губернии и уезда, на реке Средний Егорлык, в 165 верстах от Ставрополя. Жителей более 2 тысяч. Известно также под именем Мединка.

Екатерининское, село Тобольской губернии

— заводское село Тарского округа, Тобольской губернии, в 10 верстах от окружного города, на реке Иртыш. Жителей 8120, дворов 403, училище, больница, острог для ссыльнокаторжных, казенный винокуренный завод. В последние годы население весьма быстро увеличивается прибывающими из Европейской России переселенцами.

Екатерино-Благодатский серебряный рудник и прииск

— Нерчинского горного округа, Забайкальской области, открыт в 1789 г., в 11 верстах от Нерчинского завода. Руда состоит из серебросодержащего свинцового блеска, залегающего в плотном известняке.

Екатерино-Никольская

— казачья станица Амурской области, в 512 1/2 верст ниже города Благовещенска, на левом берегу реки Амур, основана в 1858 г. Дворов 167; жителей 1169. Церковь, школа. Около станицы остатки бывшего когда-то здесь укрепления.

Екатериновка

(Долгинцево) — деревня Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии, в 4 верстах от местечка Кривой Рог. Жителей около 600. Богатейшие залежи чистого каолина.

Екатериновская, слобода Донецкого округа, области Войска Донского

(Чернозубова тож) — слобода Донецкого округа, области Войска Донского, при реке Большой, в 76 верстах от окружной станицы. Дворов 482, жителей 5030; православная церковь и школа. Жители занимаются земледелием, садо— и бахчеводством, разведением винограда.

Екатериновская, слобода Ростовского округа, области Войска Донского

- слобода Ростовского округа, области Войска Донского, в 97 верстах от Ростова, на реке Ее. Дворов до 1250, жителей 7832. 2 православные церкви, церковно-приходская школа, сельское училище. Три ярмарки, с оборотом до 1250000 руб. (лошади, рогатый скот, мануфактурные товары).

Екатериновская, станица Кубанской области

— станица Кубанской области, Ейского округа, при реке Ее, в 150 верстах от Ейска. Жителей более 8 тыс.; православная церковь.

Екатериноградская

— станица Терской области, Нальчикского округа, при впадении Малки в Терек, на высоте 661 фут над уровнем моря. В 1777 г. здесь была заложена Потемкиным крепость на Моздоко-Азовской линии; в 1786 г. станица обращена в губернский город; с перенесением управления в Георгиевск, Екатериноград стал уездным городом; в 1822 г. крепость упразднена и город снова обратился в станицу. Триумфальные ворота, воздвигнутые Потемкиным и возобновленные Воронцовым. Жителей 3 тыс.; дисциплинарный батальон, полковая школа, военный госпиталь; еженедельные базары; две ярмарки в году. Местность к западу от Е. известна у ногайцев под именем Беш-тамак, т. е. пять устьев рек: Терека, Малки, Баксана, Чегема и Черека.

Н. Кузнецов.

Екатеринодар

— главный город Кубанской области, на правом берегу реки Кубани, в 802 верстах от Тифлиса. Основан в 1794 г. переселившимися сюда запорожскими казаками. Жителей 47620 (25225 мужчин, 22395 женщин), в том числе православных — 45461, евреев — 873, армян — 851, католиков — 229, протестантов — 110, магометан — 71 и раскольников — 24; городских сословий — 30340, сельских состояний — 7258, военного сословия — 6722, дворян — 2476, иностранных подданных — 486, инородцев — 25. Домов 678 каменных и 10488 деревянных, церквей 12. Классическая гимназия, женская гимназия, реальное училище, женское училище, духовное училище, военно-фельдшерская школа, двухклассное городское училище, 4 одноклассных городских училища, начальное народное училище, войсковая профессиональная женская школа, воскресная женская школа для взрослых, церковно-приходская армяно-григорианская школа, лютеранская школа, частное учебное заведение I -го разряда и 3 частных III разряда. При областном статистическом комитете естественноисторический музей. Занятия жителей — садоводство, скотоводство, отчасти рыбный промысел и хлебопашество. Три раза в год ярмарки, с оборотом в 2 млн. руб. Е. соединен железной дорогой с Новороссийском (127 верст) и со станцией Тихорецкой Ростово-Владикавказской железной дороги. Фабрик и заводов 129 (1 винокуренный, 1 клееваренный, 1 мыльный, 15 кожевенных, 29 кирпичных, 1 табачная фабрика, 3 пиво-медоваренных, 1 чугунолитейный, 2 ваточных, 2 восковых свечей, 6 маслобойных, 7 гончарных, 40 бондарных, 12 овчинных, 4 экипажных, 4 химических).

Н. Кузнецов.

Екатеринодарский конный полк

Кубанского казачьего войска. Знаки отличия: знамя при взятии крепости Анапы (1828) и знаки на головные уборы за отличие при покорении зап. Кавказа (1864).

Екатеринодарский отдел

— по площади наименьший из отделов Кубанской области, занимает 8346,5 кв. вер. Граничит к Ю с Черноморской губ. Р. Кубань делит Е. отдел на северную и южную части. Северная часть, так называемое "Черноморье" (см. соотв. статью), занята крупными казачьими станицами, развившимися частью из бывших "куреней" Черноморского (Запорожского) войска; в южной, ближе к г. Екатеринодару, на равнине, расположены горские селения (аулы), а далее, в предгорьях, также казачьи станицы и немногие селения коренных жителей других сословий. Северная часть отдела и равнина по левому берегу Кубани имеют степной характер и плодородную черноземную почву. Южная часть, по верховьям левых притоков Кубани, Афипса, Псекупса и Пчаса, представляет собой холмистую, повышающуюся к югу поверхность, изрезанную оврагами и балками и заросшую по большей части мелкой лесной порослью ("хмеречь"). С ЮЗ на СВ Е. отдел пересекается двумя линиями Владикавказской жел. дор. Тихорецкая — Новороссийск и Екатеринодар — Ставрополь; большие станции: Динская, Екатеринодар, Афинская, Васюринская, Северская и Усть-Лабинская. По переписи 1897 г., всех значительных населенных пунктов в Е. отд. — 72 и много мелких хуторов. Наиболее крупные казачьи станицы (Пашковская, Новотитаровская, Динская и друг.) имеют до 10 0 00 жит. и более. Все население Е. отд. — 96905 мжч. и 90469 жнщ., всего 187374. Население разделяется на коренных жителей — казаков, горцев и поселян — и посторонних ("иногородних") разных сословий, не имеющих земельных наделов. Относительное распределение населения: казаков 84038, поселян 2456, горцев 20106, посторонних ("иногородних") 79229, других 1545. Грамотных мужч. — 22810, или 23,8%, женщин — 4210, или 4,6%, об. пола — 27020, или 14,5%. Говорящих по-русски — 53939 чел. (29%), на малороссийском наречии — 101937 (55%), на горских наречиях — 20376 (11%), на разных европейских языках — 6127 (3%). Исповедующих православную веру — 160746 (86%), магометанскую — 20177 (11%), остальные — старообрядцы и другие христиане (2%). Живет население Е. отдела по преимуществу в "турлучных" (плетневых) помещениях; жилых домов из дерева — 22%, каменных — лишь 0,6%. Хозяев с домами — 24709, бездомовых — 7203 (большей частью "иногородние"). Главное занятие жителей — земледелие, которым занимается 86% всего населения. Под посевы распахивается свыше 262000 дес. Собрано в 1903 г. 1007800 чтв. зерн. хлебов, до 805000 пуд. подсолнуха и 231000 чтв. картофеля и овощей. 1285 табачных плантаций, дающих до 350000 пуд. табака. Значительно развито виноградарство и садоводство: под виноградниками 608 дес., под садами — 969 дес. Сбор винограда доходит до 70000 пуд. Пчеловодство — 1151 пасека с 37200 ульев; собир. до 5000 пд. меда и до 500 пд. воска. Скотоводство: лошадей — 66635, рогат. скота — 138292, овец и коз — 3020488, свиней — 503301, буйволов — 13099, ослов и мулов — 1489. Фабрик и заводов 413, с производством на сумму 756212 руб. Во всех станицах и крупных казачьих хуторах имеются училища мин. нар. просвещения; в значительных станицах — двухклассные училища. Войсковые больницы — в г. Екатеринодаре, на ст. Ладожской и в м. Горячий ключ (Псекупская). Мст. Горячий ключ, в 52 вер. от г. Екатеринодара, славится превосходными серными водами; летом здесь собирается много больных, привлекаемых дешевизной жизни. Кроме Екатеринодара, пчт.-тлгрфн. учреждения находятся еще в станицах Усть-Лабинской и Ладожской.

Ср. "Кубанский сборник 1883 г."; Апостолов, "Географический очерк Кубанской обл."; Македонов, "Население Кубанской обл. Екатеринодарский отдел" (1905); Каменев, "Псекупские минеральные воды" (1879).

Екатеринополь

(Кальниболото) — местечко Киевской губернии, Звенигородского уезда, при реке Гнилой Тикич, в 17 верстах от уездного города. 2 православные церкви, синагога, лавки; 6609 жителей. В 4 верстах, в казенной лесной даче, единственные в Юго-Западном крае копи бурого угля. В 1889 г. добыто угля 853000 пудов, в 1890 г. — 693300 пудов. Бурый уголь идет на местные свеклосахарные заводы. Подробное описание месторождения см. в "Горном Журнале" за 1879 г., т. II, статья Л. П. Долинского.

П. Т.

Екатеринослав

Статья большая, находится на отдельной странице.

Екатеринославская губерния

Статья большая, находится на отдельной странице.

Екатеринославская губерния (дополнение к статье)

(см. соотв. статью). — По переписи 1897 г. в Е. губ. было 2113674 (1091715 мужч. и 1021959 женщ.) жителей; из них городских 241005, в том числе в губ. г. Екатеринославе — 112839; распределение населения по уездам см. "Россия". На 1000 мужч. приходится (без городов) 941 женщ., в городах — 899. Великороссов — 17,27%, малороссов — 68,90%, евреев — 4,69%, немцев — 3,83%, греков — 2,31, татар — 0,82; остальные — белорусы, поляки, молдаване, турки и проч. Православных и единоверцев — 90,05%, старообрядцев — 0,44%, римско-католиков — 1,52%, протестантов — 3,06%, иудеев 4,80% (караимов — 359 чел.), магометан — 0,10%. Дворян и чиновников — 0,96%, купцов — 0,37, мещан — 9,87, крестьян и казаков — 87,40, духовных — 0,33, иностранных подданных — 0,65, остальных — 0,42%. 1563904 чел. занимаются сельским хозяйством. Добывная способность каменноугольных копей Е. губ. — 128 млн. пд. около станций Кур.-Хар.-Севастоп. ж. д. и 996 млн. пд. — около станций Екатерин. жел. дор.

Екатеринославская епархия

— учреждена в 1775 г., под именем славянской и херсонской и, после разных преобразований, в 1837 г. наименована Е. и таганрогской. Православного населения в епархии 1900926; церквей около 600; монастырей 4, кроме того архиерейский дом, 1 скит и 1 община; церковных школ 698, учащихся в них 37498 (девочек 11379). Библиотек при церквах 558, в благочиннических округах — во всех; в них книг до 114000 экз. Церковно-приходских попечительств 337. Раскольников до 9000, сектантов (хлыстов и штундистов) до 2000. Духовная семинария, три духовных училища (Екатеринославское, Мариупольское и Бахмутское) и Епархиальное женское училище.

Екатеринославская конница

— сформирована была в 1784 г. князем Потемкиным, в составе 10 полков. Император Павел, в 1796 г., уничтожил название Е. конницы, причем некоторые полки ее были расформированы, а некоторые переименованы в гусарские.

Екатеринославские Губернские Ведомости

— издаются с 1838 г. 2 раза в неделю.

Екатеринославские Епархиальные Ведомости

— выходят при екатеринославской духовной семинарии, с 1872 г., 2 раза в месяц.

Екатеринославский 1-й лейб-гренадерский полк

Его Величества — сформирован в 1756 г., под названием 3-го гренадерского; в 1855 г. назван лейб-гренадерским Е. Его Величества. Знаки отличия: 1) полковое знамя георгиевское, с надписями: "За сражение при Аладже 3 октября и под Карсом 6 ноября 1877 г." и "1756-1856 гг.", с александровской юбилейною лентой; 2) знаки на шапках, с надписью: "За отличие".

Екатеринославский 10-й драгунский полк

— сформирован в 1708 г. под названием Новотроицкого драгунского; в 1762 г. сделан кирасирским; в 1783 г. получил название Екатеринославского и причислен к екатеринославской коннице (см.). В 1860 г. назван Е. драгунским, а в 1891 г. переименован в 10-й драгунский Новотроицко-Е. генерал-фельдмаршала князя Потемкина-Таврического полк. Знаки отличия: 1) георгиевский полковой штандарт с надписью: "За отличие при поражении и изгнании неприятели из пределов России 1812 г. и в воздаяние отличных подвигов, оказанных в благополучно оконченной кампании 1814 г."; 2) знаки на шапке с надписью: "За отличие" (за турецкую войну 1828-29 гг.); 3) 16 серебряных труб с надписью: "1767"; 4) 10 георгиевских труб с надписью: "24 июля 1854 г., за сражение при Кюрюк-Дара"; 5) петлицы на мундиры штаб— и обер-офицерам за отличие в турецкую войну 1877-78 гг.

Екатеринославский Листок

— газета местной общественной жизни, выходившая в Екатеринославе с 20 июня 1882 г. по 1884 г., 3 раза в неделю. с 1884 г. носила название "Днепр" (см. соотв. статью).

Екатеринославский Листок Объявлений

— выходит ежедневно в Екатеринославе с 1885 г.; редактор-издательница Е. А. Зуйченко.

Екатеринославское высшее горное училище

— учреждено 4 июня 1899 г.; имеет целью специальное образование лиц, посвящающих себя преимущественно практической деятельности по горному делу (рудничному и заводскому). В Училище принимаются лица окончившие курс высших или средних учебных заведений, по выдержании экзамена по черчению и рисованию. Учебный курс в Училище установлен (первоначально) в 3 года; на практические занятия по специальным предметам уделяется ежегодно по 4 летних месяца. По окончании теоретического курса в Училище учащиеся в течение 6 месяцев занимаются исключительно практической разработкой заданного проекта и подготовкой к защите его. Училище имеет 2 отделения — горное и заводское; первое должно давать практических и более образованных, чем дает Штейгерская школа, техников для рудничного дела, второе — практически образованных техников для заведования различными заводскими цехами. В Училище преподаются: 1) богословие, 2) высшая математика, 3) аналитическая механика, 4) строительная механика, 5) прикладная механика, 6) горно-заводская механика, 7) физика, 8) электротехника, 9) химия, 10) минералогия, 11) геология и учение о месторождениях полезных ископаемых, 12) геодезия, 13) горное искусство, 14) обогащение руд и каменного угля, 15) маркшейдерское искусство, 16) строительное искусство, 17) металлургия, 18) технология металлов, 19) черчение и начертательная геометрия, 20) счетоводство и горно-заводское хозяйство, 21) горное законодательство, 22) технические переводы по одному из 3 иностранных языков и 23) подание помощи в несчастных случаях. Выдержавшие испытания и защитившие проект получают диплом на звание горного техника. По прослужении 2 лет на горно-промышленных предприятиях, горные техники могут держать экзамен на 3-й и высшие курсы Горного института или на звание горного инженера. В 1903 г. продолжительность учебного курса увеличена с 3 1/2 до 4 лет; звание горного техника по соответствующей специальности заменено званиями рудничного инженера и инженера-металлурга. Штат Училища определен в 104350 руб. Учебные пособия Училища состояли к 1 января 1904 г. из основной и учебной библиотек, 13 кабинетов и 2 лабораторий. Окончило курс в 1903 г. 16 инженеров, в 1904 г. — 20. К 1 января 1905 г. состояло 258 учащихся (160 на горн. отд. и 98 на зав. отд.).

Екатеринославское казачье войско

— см. Казаки.

Екзарх

(с греч. — руководитель, начинатель) — 1) название начальственного лица в древнегреческом жреческом сословии; 2) название церковно-иерархической степени в церкви восточной, времен Вселенских соборов, упоминаемое в исторических памятниках со времени Антиохийского собора 445 г. Объем власти и юрисдикции этого екзарха доселе с точностью не определен. По мнению одних, под именем Е. разумелись те же старейшие по кафедрам епископы, которые назывались и патриархами. Другие думают, что это была иерархическая степень выше митрополита и ниже патриарха. По мнению третьих, екзархами назывались митрополиты, но не епархий и главных городов, а целых округов или диоцезов. Екзарх был председателем собиравшихся, по мере надобности и по его почину, так называемых больших соборов диоцеза (μείζων συνόδος), юрисдикции которых были подведомственны митрополиты как епархий, так и городов. Когда впоследствии и эти диоцезы подчинены были верховной юрисдикции константинопольского патриарха, титул Е. не встречается более в церковно-исторических памятниках; так, например, в законодательстве Юстиниана об Е., как церковно-административной инстанции, вовсе не упоминается. Позже, у Вальсамона (около 1193 г.) титул Екзарха снова приписывается некоторым митрополитам; у Зогары (XII в.) этот титул присвояется епископам Кесарии Каппадокийской, Фессалоник, Ефеса, Коринфа (см. проф. Н. Заозерского, "О правительственной власти и о формах устройства церкви", Москва, 1891). 3) В терминологии государственного управления Восточной Римской империи именем Е. назывались представители власти императора, управлявшие находившимися во владении империи городами Африки; в особенности известны екзархи равеннские — наместники императора в принадлежавших Восточной Римской империи (с 568 по 752 г.) областях Италии, имевшие свой резиденцией город Равенну (см.). 4) В царствование Константина Багрянородного (IX в.) название Е. носил в Византии церемониймейстер императорского двора. 5) В IX в., по принятии Болгарией христианства, ее церковному первоиерарху был усвоен титул екзарха (особенно известен Иоанн, екзарх болгарский в славный век болгарского царя Симеона). С усилением могущества Болгарского царства, его первоиерарху усвоен был титул патриарха; но после того как в XV в. Болгария была покорена турками, титул патриарха опять заменяется титулом Е., сохранившимся за ним и после того, как болгарская церковь сделалась независимой от константинопольского патриарха, автокефальной (см.). 6) В России титул Е. был усвоен, по упразднении в ней патриаршества, местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Стефану Яворскому (с 1700 г.), а в настоящее время, со времени присоединения Грузии к России (с 1800 г.) титул Е. носит (с 1811 г.) первоиерарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский (см.). Вообще при определении иерархических прав и полномочий Е. в настоящее время православная церковь руководится теми понятиями о власти Е., какие существовали в века Вселенских соборов, и усваивает этот титул предстоятелям или автокефальных церквей небольших самостоятельных государств (как Болгария), или больших областей государства, обладающих гражданским устройством, отличным от общего устройства государства (как Грузия). 7) В исторических актах Византии название Е. иногда усвояется чрезвычайным уполномоченным патриарха, посылавшимся им в епархии с разными поручениями, преимущественно по надзору за монашествующими. Кроме Е., посылавшегося от времени до времени для ревизии церквей и монастырей в епархии, при "великой Константинопольской Церкви" (т. е. при храме св. Софии) существовала постоянная должность Е., по рангу соприкасавшаяся близко с должностью "великого хертофилакса".

Н. Б.

Екимов, Андрей Петрович

— гравер на меди и рисовальщик, воспитанник Императорской академии художеств. Умер в 1820 г. Много его гравюр находится в книгах, изданных морским министерством. Листы портретные обер-священника Карамзина, Петра I, графа Ф. Ангальта — лучшие.

Екимов, Василий Петрович

(он же Якимов) — литейный мастер академии художеств, турецкого происхождения (1758-1837); 12-ти лет взят в плен и привезен в Россию, где был отдан в академию художеств. Отлил из бронзы много колоссальных бюстов и статуй, украшающих наши столицы. Участвовал в отливке конной статуи монумента Петру I (в СПб.) и памятника Минину и Пожарскому (в Москве).

Екимов, Петр

— перевел с греческого в прозе "Омировых творений две части", содержащие в себе 12 песен "Илиады" (СПб., 1776-78). Гнедич много пользовался этим переводом.

Екимовы

— русские дворянские роды. Первый из них одного происхождения с Бибиковыми. Родоначальник их, мурза Жидомир, выехал в Тверь в начале XIV в. Потомок его, Еким Тимофеевич, был родоначальником Е. Этот род Е. внесен в VI и II части родословной книги Новгородской губернии. Другой род Е. происходит от Ивана Мурзина сына Е., пожалованного поместьями в 1590 г., и внесен в VI часть родословной книги Рязанской губернии. Остальные роды Е., числом восемь — позднейшего происхождения.

Екклезиарх

(с греч. — начальник храма) — название существовавшего в древних монастырях особого должностного лица, заведовавшего охраной церковного здания и чистотой в нем, а также порядком богослужения в монастыре (почти то же, что ныне уставщик), по указаниям церковного "устава". Богослужебные уставы православной церкви (иерусалимский, студийский и др.) окончательно сложились довольно поздно, да и после того монастыри пользовались большой свободой в устройстве у себя богослужения (см., например, устав преподобного Нила Сорского, составленный уже в XV в.). Поэтому Е. в монастырях имели большое значение при устройстве чина богослужения. В тех монастырях, где состав монашествующих был немногочислен, обязанности Е. исполнял сам настоятель монастыря или старший из участвующих в совершении священнодействия (иерей, иеромонах); исполнителем его распоряжений служил паракклезиарх, один из низших церковных служителей, состоявший в степени парамонаря (позднейший пономарь). Кроме монастырей, существовала должность Е. при "великой Константинопольской церкви" (при храме св. Софии).

Н. Б.

Екклезия

(Έκκλησία) — народное собрание в различных демократических государствах Греции. В особенности знаменита Е. афинская, бывшая выразительницей верховной власти народа и решавшая в последней инстанции все важнейшие дела, по которым предварительное решение было постановляемо советом (Βουλή). В Аристотелевой "Αθηναίων πολιτεία" (гл. 4) Е. упоминается уже в эпоху Дракона, что, однако, сомнительно, так как самая глава представляет, по-видимому, интерполяцию. Бесспорно существование Е. с эпохи Солона, а в подробностях ее устройство и компетенции известны в IV в. Первоначально на всякую пританею приходилось, вероятно, по одному заседанию Е.; в IV в. их было 4 в течение того же срока. Первое из них называлось "главным" и имело точно определенную программу. Прежде всего испрашивалось согласие народа на оставление в должностях чиновников, избранных на данный год (так называемая епихиротония властей); затем докладывалось о состоянии хлебных запасов и охраны страны и ряд более частных вопросов. В главное собрание 6-й пританеи происходило голосование о том, необходимо ли применить к кому-либо остракизм. В остальных трех собраниях каждой пританеи разбирались очередные дела, шедшие к докладу группами в определенном порядке, сначала касающиеся религии, потом сношений с другими государствами и наконец внутренние. В особых случаях могли быть созываемы экстраординарные Е. Местом собраний служил холм Пникс, для остракизма — рыночная площадь. В эпоху Демосфена стали собираться в театре и, иногда, в Пирее. За посещение народного собрания граждане получали уже в конце V в. некоторую плату. После свержения 30 тиранов решено было сначала ее уничтожить, но так как граждане перестали собираться, то вскоре была вновь назначена плата в 1 обол и затем еще в первое десятилетие IV в. увеличена до 2-х и 3-х оболов. В демосфеновское время за посещение главного собрания выдавалось 9 оболов, а прочих — драхма. Граждане в собрании сидели. Собрания начинались рано утром, очистительной жертвой. Затем председатель докладывал состоявшиеся предварительные решения совета и спрашивал собрание, принимает ли оно их или желает войти в рассмотрение. В последнем случае всякий желающий мог просить слова. Если из среды собрания предлагались какие-либо совершенно новые дела к обсуждению, то они передавались в совет, для составления по ним предварительного решения. Председательствующий (в V в. епистат пританов, в IV в. — епистат проедров) имел право, под личной ответственностью, не пускать на голоса предложения, казавшиеся ему незаконными. Голосование производилась обыкновенно через поднятие рук, но когда дело шло о жизни и чести гражданина, даровании и отнятии прав, облечении особыми полномочиями и т. д., то производилась закрытая подача голосов, причем общее число поданных голосов должно было быть не менее 6000. Председатель распускал собрание за окончанием разбора текущих дел или вследствие какого-нибудь явления природы: грозы, дождя, землетрясения и т. п. Бывали случаи отсрочки заседания до другого дня за множеством дел. Постановления народного собрания назывались псефизмами и не смешивались с законами. Если какое-либо постановление противоречило существующим законам, то всякий гражданин мог выступить с жалобой на противозаконность (γραφή Παρανόμων) против лица, проведшего постановление. Подача такой жалобы сопровождалась присягой, чтобы жалобщик уже не мог отступиться от нее; с момента ее подачи прекращались, вплоть до ее разбора, дебаты об обжалованной псефизме в народном собрании, если она еще обсуждалась, и приостанавливалось приведение ее в действие, если она уже состоялась. Если жалоба оказывалась несостоятельной, подавший ее подвергался высокому штрафу.

См. Schömann, "De comitus Atheniensium " (1819); В. Шеффер, "Афинское гражданство и народное собрание" (М., 1891).

А. Щ.

Екклесиаст

- название ветхозаветной библейской книги, которая в русской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской Библии — между "Плачем Иеремии" и книгой Есфирь. Название это есть греческий перевод еврейского слова когелет (от кагал), что означает проповедника в собрании; поэтому и в русской Библии книга называется Екклесиаст или Проповедник. Книга эта, кроме подлинника, сохранилась во многих древних переводах, свидетельствующих о ее популярности. Автором ее с глубокой древности признается, как в еврейском, так и в христианском предании, царь Соломон. Хотя имени его буквально и не значится в книге, но лицо, символически принимающее на себя имя Е., называет себя сыном Давидовым и заявляет, что он царь Иерусалимский, а в заголовке сирийского перевода прямо стоит: "книга Когелета, т. е. Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского". Это древнее предание было поколеблено в XVII веке Гроцием, который высказал сомнение в ее принадлежности Соломону. Сомнение было подхвачено и обосновано целым рядом последующих протестантских ученых, которые уже решительно отрицали подлинность этой книги. Поколебались мнения и касательно времени написания книги, расходясь между собой не менее как на восемь столетий. Так, Нахтигалль относит ее ко времени между Соломоном и Иеремией (975-588 гг. до Р. Х.), Шмидт и Ян — к 699-588 гг., Делич — к 464-332 гг., Гитциг — к 204 г., а Грец — к царствованию Ирода Великого. Основанием для сомнений в подлинности книги Е. служат внешние и внутренние ее признаки, будто бы не соответствующие духу времени Соломона. Там встречаются иностранные — иранские и арамейские — слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне; вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах. Эти признаки не дают достаточного основания для сомнения в подлинности книги. Иностранные слова легко могли войти в употребление у Соломона, любившего все иноземное и поддерживавшего деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами. Бедствия в книге Е. изображаются такие, которые неразлучны вообще с жизнью человечества, даже в самые блестящие периоды его благоденствия. Отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона. По иудейскому преданию, Соломон написал эту книгу в старости, как книгу Песнь Песней написал в юности. Мы видим в Е. престарелого мудреца, который в течение своей долгой жизни постиг всю суетность земного и из груди которого вырывается глубоко трагическое восклицание: "суета сует, и все суета и томление духа!" Это девиз всей книги, поднимающейся иногда до замечательной высоты поэтического одушевления. Недаром она всегда была любимым чтением для всех многое переживших и испытавших. Книга состоит из XII глав. Заключительные слова ее: "бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека".

А. Л.

Ектения

(буквально по-гречески — распространение) — название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается возгласом священника (см.); каждое прошение сопровождается со стороны клироса одним из припевов: "Господи помилуй, подай Господи, тебе Господи". Главные виды Е.: великая, просительная, сугубая и малая. Великая Е., начинающаяся словами: "миром (т. е. в мире друг с другом и со всеми) Господу помолимся", — самая древняя; основной текст ее читается еще у Климента Александрийского († в 217 г.). Сугубая Е. начинается словами: "рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем" (Господи помилуй). В Е. просительной молящиеся просят дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна и безгрешна; ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и телес; всего доброго и полезного душам, мира всему миру; чтобы кончина жизни была безболезненна, непостыдна, мирна; чтобы иметь добрый ответ на суде Христовом. К исчисленными прошениям, к великой и сугубой Е., по распоряжению высшего церковного управления, нередко на время присоединяются другие, имеющие отношение к каким-либо чрезвычайным обстоятельствам времени (например, во время эпидемий). Малая Е. состоит лишь из трех возгласов и начинается словами: "паки и паки Господу помолимся". Кроме исчисленных четырех главных Е., есть еще Е.: 1) об оглашенных (остаток глубокой древности) и 2) об умерших. Обе Е. произносятся на литургии, а последняя, кроме того, — на панихидах и при погребении умерших. Наконец, на всех чинопоследованиях (при совершении таинств и т. д.) произносятся особые Е., содержание которых приспособлено к предмету священнодействия.

Ела

(Белое море) — листербот, см. Шняк.

Елабуга

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елабужское

(Алабужское тож) — два села в Курганском округе Тобольской губернии: 1) Нижне-Елабужское, при речке Нижней Алабуге, в 98 верстах от окружного города; дворов 369; жителей 8020. Часовня православная, единоверческая церковь, церковно-приходская школа, торжок. — 2) Верхне-Елабужское, при речке Верхней Алабуге, в 105 верстах от окружного города. Дворов 410, жителей 3456. Сельское училище, салотопенный завод, водяная мукомольная мельница, торжок. Главное занятие жителей обоих сел — земледелие и охотничий промысел.

Елагин остров

— самый северный в устье Невы, длиной в 2 версты, шириной в 200 саженей. Прежде назывался Мишиным. При Петре I тут была дача вице-канцлера Шафирова. При Екатерине II владел островом гофмейстер И. П. Елагин, который дал острову свое имя. В 1817 г. император Александр I купил остров для императрицы Марии Феодоровны и поручил архитектору Росси построить дворец, из окон которого превосходный вид на Финский залив. Любимая прогулка петербургских жителей — оконечность острова, вдающаяся в море ("пуант", "стрелка").

Елагин, Владимир Николаевич

(1831 -1863) — в свое время один из известных представителей обличительной литературы 1850-х гг. Учился на медицинском факультете московского университета, в начале крымской кампании поступил в военную службу и при одной вылазке из Севастополя был тяжело контужен в грудь. Поселившись в Екатеринославе, Е. хорошо ознакомился с провинциальным обществом и, сойдясь с несколькими бывшими там писателями, написал свое первое произведение: "Поджигатель", в печать не попавшее. Следующее сочинение Е. "Откупное дело" ("Современник", 1858 г., №№ 9, 10) доставило ему известность, но в то же время восстановило против него влиятельнейших лиц губернии. Остальные сочинения Е.: "Губернский карнавал" (из трех частей напечатаны лишь две, в "Современнике", 1860), "Подряд" (там же, 1862), "Важное мертвое тело" (в "Новороссийском Сборнике") и "Фрол Иванович" (в "Русском Слове", 1859). В 1859 г. литературная деятельность Е. прекратилась, вследствие поразившего его паралича. Художественное значение сочинений Е. невелико, это только дагерротипно-верная картина двух классов провинциального общества — откупного мира и губернской аристократии.

Елагин, Иван Перфильевич

— историк (1725-1794). В 1743 г. выпущен из сухопутного кадетского корпуса, с чином прапорщика. Есть указание, что он служил в начале секретарем лейб-кампании и, имея мало дела, занялся изучением французского и немецкого языков и разных наук. К пятидесятым годам должны быть отнесены главные стихотворные опыты Е., весьма скабрезного характера, ходившие по рукам в многочисленных списках. Напечатана из его стихотворений сатира "На петиметра и кокеток" в "Библ. Зап.", 1859 г.(№ 15). Когда в 1758 г. был арестован канцлер граф Бестужев-Рюмин, заподозренный в заговоре в пользу великой княгини Екатерины Алексеевны, Е., как сторонник будущей императрицы и доверенное лицо Понятовского (впоследствии короля польского), был тоже замешан в дело и сослан в Казанскую губернию. С воцарением Екатерины, Е. немедленно был возвращен из ссылки и, несмотря на недоброжелательство к нему Орловых, щедро награжден за преданность: он состоял в кабинете "при собственных Ее Величества делах у принятия челобитен", членом дворцовой канцелярии и комиссии о вине и соли, потом директором по спектаклям и музыкой придворной, еще позже — сенатором и обер-гофмейстером, чем и завершается его служебная деятельность. Человек умный и просвещенный, о котором императрица говорит, "что он хорош без пристрастия", Е. делается также приближенным малолетнего наследника престола и, вместе с Сумароковым, его постоянным гостем. Наиболее яркой плодотворной стороной его деятельности является управление театрами (1766-79). В это время учрежден русский публичный театр (1774), основано, по плану помощника его Бибикова, театральное училище (1779), командирован за границу набирать французскую труппу актер Дмитревский, заложен Большой театр в Коломне; хозяйственная часть театра приведена в блестящее состояние, несмотря на необыкновенную роскошь постановки. Отставку Е. до сих пор объясняли анекдотическими подробностями, почерпнутыми Бантыш-Каменским из голословного свидетельства князя Голицына; вновь открытые сведения дают ей другое освещение (см. ст. барона Дризена: "И. П. Елагин" в "Русской Старине", 1893 г., октябрь). Е. играл значительную роль в русском масонстве, к которому принадлежал с юных лет; под конец его жизни это изменило к худшему отношения к нему Екатерины, когда-то шутя подписавшейся: "канцлер господина Е.". В спб. провинциальной ложе английской системы, открытой в 1770 г., Е. первый получил звание великого мастера. В 1777 г. Е. принимал участие в введении среди русского масонства шведской масонской системы "строгого наблюдения". Увлекаясь одно время тайными науками, он был горячим адептом Калиостро. После него осталась любопытная (неоконченная) записка о масонстве, преимущественно русском (напечатана в 1864 г.). Как и Храповицкий, Е., по-видимому, был сотрудником Екатерины по некоторым ее литературным произведениям, слагал иногда стихи для ее комедий и проч. Ему принадлежит перевод 1 и 4 глав Мармонтелева "Велизария", переводившегося Екатериной и ее приближенными во время плавания по Волге в 1767 г. Есть указание, что Е. когда-то перевел все комедии Детуша (по мнению Лонгинова, это едва ли верно); ему же приписывается неизданный перевод французской комедии " Jean de France ", игранной в 1765 г., и много др. переводов (см. Лонгинова, в "Русской Старине", 1870 г., т. II). Е. считается одним из родоначальников первобытного славянофильства; он писал иногда почти по-славянски. Фонвизин, с 1763 по 1769 г. служивший при нем секретарем, в начале подражал Е., употребляя много славянских слов и "каданзированную прозу". Резче всего "славянское" направление Е. сказалось в начатом на склоне лет (1790) "Опыте повествования о России", доведенном до 1389 г. Научные приемы "Опыта" (вышла 1 часть, М., 1803) крайне наивны и не выдерживают самой снисходительной критики. Е. был членом российской академии с самого ее основания и лейпцигского ученого общества. О некоторых чертах его характера говорят Бантыш-Каменский ("Словарь достопамятных русских людей", 1847), Жихарев ("Отечественные Записки", 1856, № 9), Пекарский ("Материалы для истории литературной и журнальной деятельности Екатерины II") и С. Порошин ("Записки"). Ср. также Лонгинова, "Новиков и мартинисты", и его же ст. в "XVIII в." Бартенева, т. II.

Елагин, Николай Васильевич

(1817-1891) — духовный писатель, цензор, уроженец Костромской губернии, учился в 1-м кадетском корпусе. Назначенный в 1848г. цензором в СПб., он даже в то крайне неблагоприятное для литературы время выдвинулся своей мелочной придирчивостью, не лишенной, впрочем, системы. Так, например, он не позволял говорить в повестях о дуэлях на том основании, что дуэли запрещены у нас законом; любовные сцены он разрешал тогда только, когда они приводили к законному браку; самоубийство не допускалось ни под каким видом, как преступление, осуждаемое церковью и караемое уголовным кодексом. С сочинениями, цензурируемыми им, Е. обращался самым нецеремонным образом, не только зачеркивая все, что не приходилось ему по вкусу, но и вставляя от себя благочестивые и "патриотические" размышления, переделывая даже содержание повестей, изменяя печальный конец рассказа в совершенно благополучный. Злодеи и преступники могли являться в рассказе, но под непременным условием — раскаяться и исправиться или же получить должное по закону возмездие. Одни только транспаранты для письма одобрялись Е. к печати без помарок. В 1857 г. Е. назначен чиновником особых поручений при главном управлении цензуры; впоследствии состоял членом-ревизором Человеколюбивого общества. Как писатель, Е. в свое время возбудил много толков двумя книгами публицистического характера: "Дух и заслуги монашества для церкви и государства" (СПб., 1874) и "Белое духовенство и его интересы", им изданными, но принадлежащими перу анонимного автора, с воззрениями которого Е. объявил себя вполне солидарным. Монашество для автора является высшей ступенью нравственного совершенства. Второе сочинение в духовной литературе было встречено как "пасквиль" и "хула" на духовенство. Под своим именем Елагин напечатал: "Очерк жизни князя П. А. Ширинского-Шихматова" (СПб., 1865); "Жизнь княгини Орловой-Чесменской" (СПб., 1853); "Письма о христианской жизни" (СПб., 1858); "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всея России" (СПб., 1871 — для народного чтения; такое же сочинение, более пространное, издано им раньше анонимно, 2 изд., 1862); "Земная жизнь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа" (СПб., 1871 — для народного чтения), "Белевская вивлиофика. Собрание памятников об истории Белева и Белевского уезда" (М., 1858); "Первые христианские мученики в Литве" ("Ж. М. Н. Пр.", ч. XXXVIII); "Сравнение древних грамот и актов городов Вильно, Трок, Ковно и проч." (там же, ч. XXXIX); "Фрески XI в., открытые в Киево-Софийском соборе" (там же, ч. XLI) и др. Ему же приписывают изданные за границей: "Русское духовенство" (Берлин, 1859) и "Искандер-Герцен" (Берлин, 1859).

Елагин, Павел Николаевич

(род. в 1859 г.) — сельский хозяин-птицевод, получивший специальное образование в Институте сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии, автор сочинений: "Об условиях разведения домашней птицы в России" (1890); "Практическое птицеводство" (1891); "Куры и уход за ними" (1891) и "Альбом представителей пород домашних птиц" (куры, 1892); кроме того, редактировал (1890-1892) журнал "Вестник Птицеводства", где поместил много статей по птицеводству; такие же его статьи в "Земледельческой Газете", "Вестнике Русского Сельского Хозяйства" и др.

Елагин, Сергей Иванович

- русский морской историограф. Окончив курс в морском корпусе, работал в комиссии по составлению нового Морского устава; потом был правителем канцелярии морского ученого комитета; принимал участие в составлении Морского регламента. Изучив архивы черноморских портов, а затем и архивы Лондона, Гааги, Амстердама, Стокгольма и др., он напечатал добытые и разработанные им данные, под заглавием "Материалы для истории русского флота". Издал, сверх того, "Историю русского флота. Период Азовский", с двумя томами приложений. Умер в 1868 г.

Елагина

(Авдотья Петровна) — одна из самых замечательных русских женщин (1789-1877), дочь тульского помещика Юшкова. Получила прекрасное воспитание в семье своей бабушки Буниной. С немецким языком и литературой она познакомилась при посредстве Жуковского, ее дяди. 16-ти лет она вышла замуж за Василия Ивановича Киреевского, человека очень ученого, довершившего ее образование. В 1812 г. Киреевский добровольно принял в свое заведование госпиталь в Орле, привел его в образцовой порядок, но при этом заразился и умер, оставив 2 сыновей, Ивана и Петра, и дочь Марью. В 1817 г. Е. вступила во второй брак с Алексеем Андреевичем Елагиным. В 1821 г. Е. переехали на житье в Москву. С этого времени Е. принимает живое и непосредственное участие в жизни литературных и ученых московских кружков, сначала в блестящем кружке, который еще в царствование Александра I образовался вокруг Ник. Полевого и к которому принадлежали Пушкин, князь Вяземский, Кюхельбекер, князь Одоевский, Шевырев, Погодин, Максимович, Кошелев. С 1 8 26 г. кружок Полевого сменился другим, не менее блестящим и талантливым, сгруппировавшимся около начинающего поэта Дм. Ив. Веневитинова. Кроме Пушкина и князя Вяземского, в нем участвовали С. И. Мальцев, С. А. Соболевский, поэт Баратынский, Д. Н. Свербеев и др. В 1831 г. в салоне Е. возникла мысль об издании журнала "Европеец" (см.). К этому же времени относится знакомство Е. с А. И. Тургеневым и появление в кружке П. Я. Чаадаева и А. С. Хомякова, а с 1835 г. к нему примкнули некоторые из молодых профессоров московского университета, только что возвратившееся из-за границы. В 1838 г. с Е. познакомился Гоголь, а в сороковых годах салон ее стали посещать Герцен, Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, Н. П. Огарев, Н. М. Сатин, Дм. Валуев, позднее Кавелин. Приезжавшие в Москву знаменитости, русские и иностранцы, спешили явиться в салон Е. Здесь преобладало только что зародившееся славянофильство, которому сама Е., сочувствовала не в отрицании петровской реформы, а в нелюбви к Петру за его жестокость, воспоминания о которой живо сохранились в семейных преданиях Лопухиных, состоявших с Е. в отдаленном родстве или свойстве. С половины 1840-х гг. счастье стало изменять Е.: умерло несколько сыновей и дочерей (от Елагина), в 1846 г. умер и муж. Кружок друзей редел. В 1 856 г. один за другим умерли братья Киреевские. Последние годы жизни А. П. прожила у сына своего Николая Е., а когда он в 1876 г. скоропостижно умер, А. П. поселилась в Дерпте, в семействе единственного оставшегося в живых сына своего, Василия Е.; здесь она и скончалась.

Е. не была писательницей, но в движении и развитии русской литературы и русской мысли участвовала более, чем многие писатели по профессии. Литературные, художественные, религиозно-нравственные интересы преобладали в ней над всеми прочими; политические и общественные вопросы отражались в ее уме и сердце своей гуманитарной и литературно-эстетической стороной. Она много читала и думала, часто слышала самые разнообразные суждения об одних и тех же предметах, и это сделало ее замечательно терпимой ко всякого рода взглядам, лишь бы они были искренни, правдивы и выражались не в грубых формах. Живость, веселость, добродушие, личное знакомство с массой интереснейших людей и событий, удивительная память — все это придавало ее беседе особенную прелесть. Е. спешила на помощь всякому, кто только в ней нуждался, часто даже вовсе незнакомому. Она много переводила с иностранных языков, но печатала мало.

Биографию Е. написал К. Д. Кавелин, в "Северном Вестнике", 1877 г., №№ 68 и 69. Ср. еще "Русский Архив", 1877 г., №№ 7 и 8). Письма Е. к А. Н. Попову, 1842-55 гг., напечатанные в "Русском Архиве", 1886 г., кн. I.

Елагины

— русский дворянский род, разделившийся на восемь ветвей. Родоначальник их, Винцентий, выехал, по легендарным сказаниям древних родословцев, из Рима в 1340 г. в Литву, а оттуда в Москву. Несомненно, что род этот существовал в начале XVI века в Новгородской области. Русин Гаврилович Е. был наместником в Копорье и Гдове (1579-1586). Двое Е. убиты при осаде Смоленска в 1634 г. Многие Е. в XVII в. были воеводами, стольниками и стряпчими. Перфилий Иванович Е. († в 1745 г.) был сотником Вотчинной коллегии. О сыне его Иване см. соотв. статью. Род Е. внесен в VI, III и II части родословной книги Казанской, Калужской, Курской, Московской, Нижегородской, Псковской, Рязанской, С.-Петербургской, Тульской, Тамбовской, Владимирской и Костромской губерний (Гербовник I, 46).

Елам

- имя нескольких библейских лиц (см., например, 1 Парал., VIII, 24; 1 Ездр., II, 21; Неем., ХII, 42), а также название страны, населенной еламитянами (см.).

Еламитяне

— народ, населявший страну, лежавшую к востоку от Вавилонии. По библейской родословной таблице, они происходили от Елама, старшего сына Сима, сына Ноева, по имени которого и самая страна называлась Елам или, как у римских писателей, Еламаида (также Сузиана; теперь — Кузистан или Шуш). В ассирийских клинообразных надписях страна эта называется Илам или Иламти. Жители ее в древности славились как искусные стрелки; отряды их встречаются в войсках древней Персии и Ассирии, которым они были подвластны. История их восходит ко временам Авраама, когда они управлялись собственными царями, власть которых простиралась до Иордана (Быт., XIV, 1).

А. Л.

Елан

— слобода и станция железной дороги Саратовской губернии, Аткарского уезда, при слиянии pp. Tepсы и Елани. 3 церкви, учил., богадельня, больница, метеорологич. станция, элеватор и зернохранилище на 300 тыс. пд., почт. и телеграф, до 60 торговых заведений. Значительная отправка хлеба (в 1901 г. — 3467 тыс. пд.).

Еланец

(Ново-Московка) — торговое село Елизаветградского уезда, Херсонской губернии, при речке Гнилой Еланец. Дворов 671, жителей 3683. Школа, земская больница, лавки, базары.

Еланка

— см. Пшеница.

Еланская

— станица Донецкого округа, области Войска Донского, при реке Дон, в 48 верстах от окружной станицы. В юрте этой станицы числится 31 хутор. Дворов 2129; жителей 12545. 2 православные церкви, станичное и церковно-приходское училища. Жители занимаются преимущественно рыболовством, хлебопашеством, огородничеством и овцеводством.

Еланское Колено

(Елань-Колено тож) — село Новохоперского уезда, Воронежской губернии, в 30 верстах от уездного города, при впадении речки Елани в реку Хопер. Основано в конце XVII столетия. Дворов 986; жителей 6749, почти все великороссы; главное занятие их — хлебопашество и скотоводство. Церковно-приходская и земская школы, 4 ярмарки.

Еланское, селение Иркутской губернии

— селение Иркутской губернии и округа, в 56 верстах от города Иркутска, на реке Картагане. Жилых построек 321, жителей 1352. Церковь, приходское училище (26 мальчиков и 2 девочки); питейных заведений 3, лавок 2, мельниц 2 и кузниц 2.

Еланское, село Акмолинской области

— село Омского округа, Акмолинской области, в 149 верстах от окружного города, на речках Еланке и Быструшке. Дворов 372, жителей 3021. Церковно-приходская школа. Ежегодно торжок.

Еланчик

— под этим названием известны две речки, параллельно текущие по западной части области Войска Донского и впадающие в Таганрогский залив Азовского моря. Из них западный называется Еланчиком Большим или Мокрым, восточный — Грузским Еланчиком. Длина течения первого — 70, а второго до 60 верст. Речки протекают в промежутке между реками Миусом и Кальмиусом и между устьями обеих речек находится Кривая коса. Сами по себе речки промышленного значения не имеют, но побережья их хорошо заселены и любопытны в историческом отношении, так как в окрестностях немало курганов и городищ.

Еланчик Большой

- озеро в Троицком уезде Оренбургской губернии, в 15 верстах к юго-востоку от Миасского завода. В наносном слое его берегов попадаются, в виде блестящих галек, округленные и плоские куски графита; в окрестностях озера графитных месторождений нигде не найдено. Графит этот мягкий и нежный; выделанные из него карандаши оказались весьма хороших качеств.

Еланчинская слобода

— см. Платовская станица Сальского округа, области Войска Донского.

Елатьма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елачич

— см. Иеллачич.

Елва

— река Вологодской губернии, Яренского уезда, правый приток Выма (сист. Сев. Двины). Длина 200 в., шир. 10—15 саж., глуб. до 4 фт. Дно каменисто и порожисто. Судоходна на 60 в. С Е. идет волок на р. Ирву, прит. Мезени, по которому товары перевозятся на особо устроенных двухколесных телегах. Длина волока 6 вер.

Елгава

(Jelgawa) — латышское название города Митава (см.).

Елеазар

— имя нескольких библейских лиц (евр. — "Бог ему помощь"). Наиболее известен из них Е., третий сын Аарона (Исх., VI, 23), получивший священство. После гибели его двух старших братьев (Лев., X, 1, 2), не оставивших по себе наследников, к нему перешло первосвященство, которое и утвердилось за его родом Он был одним из ближайших сподвижников Моисея, а затем и Иисуса Навина, пережил последнего, и умер в преклонном возрасте, передав первосвященство своему сыну Финеесу (I. Нав., XXIV, 33).

Елевзинские таинства

— см. Таинства елевзинские.

Елевзис

(Έλευσις) — один из демов Аттики, в плодородной Ориасийской равнине, между хребтом Эгалеем и Мегаридой. В древнейшее время Е. был независимой общиной, управляемой родами Евмолпидов и Кериков, в руках которых находилось заведование существовавшей здесь святыней хтонических божеств (см. Таинства елевзинские). Легендарно эта независимость выразилась в сказании о войне Эрехфея, мифического царя Афин, с Евмолпом, после чего Е. был присоединен к Аттике. За Е. и в историческое время сохранилось, как воспоминание о прежней его независимости, право чеканить свою отдельную монету. Кроме значения священного места, Е. был важен и как стратегический пункт: здесь разветвлялись дороги из Афин в Пелопоннес и в северную Грецию. Раскопки, производившиеся в Е. сначала Фр. Ленорманом ("Recherches arch. à E.", П., 1862), а в последнее время Афинским археологическим обществом (результаты — в "Πρακτικά" с 1883 г. и в новой серии "Έφημερίς Άρχαιολογική", 1883 и сл.), обнаружили, кроме развалин святилища, массу надписей, важных для знакомства с внешней стороной культа и жизнью самой общины Е. С Афинами Е. соединялся "священной дорогой", которая вся была обставлена надгробными и другими памятниками.

См. Lenormant, "Monographie de la voie sacrée éleusinienne" (Париж, 1864). Результаты новейших исследований дороги и ее памятников — в "Δελτίον άρχαιολογικόν" (1892).

А. Щ.

Елевтерии

(Έλευθέρια) — 1) "Праздник освобождения", учрежденный греками, участвовавшими в греко-персидских войнах, в память битвы при Платеях, окончательно освободившей Грецию от варваров. Праздник должен был быть общегреческим, но скоро стал местным для Платей. — 2) Праздник на Самосе в честь Эрота. — 3) Праздник освобожденных от рабства.

Елевые или Еловые

(Abietaceae) — семейство хвойных растений (Coniferae) из порядка Pinoideae. Это исключительно деревья, покрытые игольчатыми листьями (хвоями) и притом, за исключением лиственницы, вечнозеленые, меняющие свои хвои исподволь; только лиственница сбрасывает их на зиму все разом. У одних (у сосны, кедра, лиственницы) хвои собраны в пучки (по 2, по 5 или помногу хвой в пучке), у других (у ели, пихты) хвои одиночные. Длина хвой и их консистенция различны: у сосны, например, они длинны и мягки, у ели коротки и жестки, цвет их также разнообразен — от свеже-зеленого до сизо-серого. Цветы однополые; мужские и женские появляются на одних и тех же экземплярах (растения однодомные). Мужские цветки одиночные, в виде удлиненных сережек со множеством тычинок о двух удлиненных пыльниках; пыльцевые зерна большей частью трехлопастные, так как имеют по два летательных аппарата, т. е. по два пузыревидных вздутия внешнего слоя оболочки (т. е. его экзины), наполненных воздухом. Женские цветы имеют вид небольших шишек, появляющихся обыкновенно на верхушке побегов, тогда как мужские появляются по бокам побега. Шишка состоит из стержня и из семенных чешуй и кроющих листьев, расположенных по спирали. Кроющие листья с семенными чешуями не срастаются, что составляет отличительный признак этого семейства; следовательно, в шишке Е. семенная чешуя и кроющий лист являются обособленными; кроющий лист в большинстве случаев (у сосны, ели и у др.) бывает развит весьма слабо, короче семенной чешуи; только у пихты и у Pseudotsùga Douglasu он длиннее ее. Семенная чешуя, после оплодотворения семяпочек, сильно разрастается, становится под конец деревянистой или кожистой и представляет тогда плодовую или шишковую чешую; следовательно, у Е. она только отчасти гомологичная плодовой и шишковой чешуе других семейств порядка Pinoideae. Семенная чешуя на стороне, обращенной к стержню шишки, несет две семяпочки, микропиле которых направлен вниз. Семена большей частью снабжены ложным крылом, т. е. кожистой частью поверхностной ткани плодовой чешуи. Зародыш со многими семядолями, расположенными мутовками. Опыление происходит при посредстве ветра (все Е. развивают массу пыльцы), оплодотворение у некоторых представителей совершается спустя долгое время после опыления; у сосны, например, пыльцевая трубка в год опыления растет очень недолго, затем рост ее приостанавливается и только по истечении почти 18 месяцев происходит оплодотворение; у ели, пихты и у др. семена зреют в год цветения. Созревшие семена высыпаются из шишек и разносятся ветром, а опустевшие шишки или сваливаются целиком (например, у сосны, ели), или рассыпаются на отдельные чешуи (у пихты). В семействе Е. насчитывается около 7 родов, со 130 видами. Главнейшие роды следующие:

 

Хвои в пучках Однолетние род Лиственница (Larix Link.)
Многолетние Шишки из пленчато-кожистых, плотно черепитчато-наложенных одна на другую чешуй, под конец рассыпающихся род Кедр (Cedrus Link.)
Шишки из деревянистых толстых чешуй, не прижатых одна к другой и не рассыпающихся род Сосна (Pinus L.)
Хвои одиночные Четырехгранные; шишки висячие род Ель (Picea Link.)
Плоские; шишки прямостоячие Рассыпающиеся род Пихта (Abies Link.)
Спадающие целиком род Гзида Carr.

Ср.: L. Beissner, "Handbuch der Nadelholzkunde" (Берлин, 1891); Baillon, "Histoire des plantes. Monographie des Conifères" (Париж, 1892).

С. Ростовцев.

Елена Всеволодовна

— дочь князя Всеволода Мстиславича. В 1184 г. вышла замуж за короля польского Казимира Справедливого. После его смерти в 1194 г. вступила на польский престол, вместе с сыном своим Лешком Белым, но через 5 лет уступила королевство Мечиславу III Старому.

Елена Георгиевна

— дочь великой княгини Екатерины Михайловны и герцога мекленбург-стрелицкого Георга; род. 4 января 1857 г. До своего замужества много времени посвящала музыке и пению, принимая участие и в деле женского образования. В 1878 г. Е. Г. поступила в спб. женское патриотическое общество, помощницей попечительницы одной из его школ; позднее была попечительницей школы принца Ольденбургского и училища св. Елены. 1 декабря 1891 г. вступила в супружество с принцем Альбертом Саксен-Альтенбургским.

Елена Глинская

- дочь литовского выходца Василия Львовича Глинского (см.). В 1526 г. вышла замуж за великого князя Василия III. От этого брака у нее было два сына — Иоанн (Грозный) и Юрий. Сделалась правительницей после смерти Василия III. Боярская партия, рассчитывавшая на слабость правительницы и выражавшая притязания удельного времени, сразу была подавлена. Князь Юрий Иванович, начавший "вборзе всякия неправды делати великому князю", был посажен в темницу. Такая же участь постигла и князя Андрея Ив. Шуйского, возмущавшего помещиков и детей боярских против правительства и перезывавшего последних на службу к себе. Наиболее близкий родственник Е. — Михаил Глинский (см.), недовольный влиянием, какое имел на Е. князь Овчина Телепнев-Оболенский, был также посажен в тюрьму, где и умер. Наиболее знатные вельможи того времени, князья Семен Бельский и Ляцкий, бежали в Литву и оттуда добивались возвращения своих вотчин. Польский король Сигизмунд потребовал возвращения городов, завоеванных Василием III; получив отказ, он соединился с крымским ханом и объявил войну Москве. Русские войска, под начальством Телепнева-Оболенского, действовали настолько успешно, что в 1536 г. было заключено перемирие на условиях, выгодных для Москвы. С Густавом Вазой Е. заключила договор, по которому Швеция обязывалась не помогать ни Ливонии, ни Литве и обеспечивалась свободная торговля. В управление Е. выстроены Китай-город (1535) и несколько новых крепостей и возобновлено несколько старых. Не пользовавшаяся симпатиями ни у бояр, ни у народа, Е. умерла 3 апреля 1538 г. По прямому свидетельству Герберштейна, была отравлена.

В. Б.

Елена Ивановна

— третья жена Иоанна Иоанновича (XVI в), дочь Ивана Васильевича Шереметева Меньшого. По рассказу Поссевина, она была поводом к убийству Иоанном Грозным своего сына Иоанна. После смерти мужа Е. пострижена в Новодевичьем монастыре.

Елена Иоанновна

— старшая дочь великого князя московского Иоанна Васильевича; в 1495 г. была выдана замуж за великого князя литовского Александра, под условием, чтобы ее не принуждали к перемене веры. Между тем, Александр не строил для Е. православной церкви, к чему он обязался по договору; католические духовные в Литве настойчиво убеждали Е. перейти в католицизм, на чем настаивал и папа Александр VI; только папа Юлий II, в 1505 г., дозволил Александру жить с иноверной женой, в ожидании благоприятных обстоятельств для перемены ею веры. Благодаря всему этому брак Е. сделался только новым поводом раздора между Литвой и Москвой. После смерти Александра (1506) брат Е., великий князь Василий, начал войну с преемником его Сигизмундом, выставляя в числе ее причин оскорбления, наносимые Е. По-видимому, после смерти мужа, она действительно подчас терпела насилия от самовольных литовских панов. Эта "жертва политического расчета", как называет ее Бестужев-Рюмин, умерла в 1513г.

Елена Павловна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елена Ростиславовна

— дочь Ростислава Владимировича, князя Перемышльского. С 1160 г. жена польского короля Болеслава IV Кудрявого.

Елена святая

— мать императора Константина Великого; род. около 244 г. Происхождение ее неизвестно (по английским, например, хроникерам, она — дочь короля бриттов; по греческим гагиографам, Амвросию Медиоланскому и др. — дочь трактирщика из Никомидии), как неизвестно и то, была ли она законной женой Констанция Хлора и где она родила Константина в 274 г. Во всяком случае Констанций, сделавшись императором, оставил ее и женился на другой. Воцарившийся Константин возвел свою мать в сан августы, приказал чеканить монету с ее изображением и дал имя ее нескольким городам. Е. имела большое влияние на Константина и много способствовала распространению христианства. В 325 году Е. предприняла свое знаменитое путешествие в Палестину, основывая на пути церкви, открывая святыни. Так, ею найден гроб Иисуса Христа, над которым она построила церковь, и крест, на котором Он был распят, что дало начало празднеству Воздвижения креста (см.). Возвратясь к сыну, E. † в 327 г., по преданию — монахиней. Католики поклоняются мощам ее в трех местах: в римской церкви Ara coeli, в Говилье (близ Реймса) и в Венеции. Память ее у католиков — 18 августа, у православных - 21 мая.

Елена Степановна

— с 1483 г. жена Иоанна Молодого (сына великого князя Иоанна III), дочь молдавского господаря Стефана IV. С 1498 г. Е. с сыном Димитрием пользовалась особым расположением Иоанна III, но вскоре (в 1502 г.) подверглась гонению и умерла в опале в 1505 г. (см. Димитрий Иванович).

Елена, в мифологии

(Έλένη) — дочь Зевса и Леды, жены древнейшего лаконского царя Тиндарея, сестра Клитемнестры, знаменитая в греческом эпосе своею красотой. Е., первоначально несомненно богиня (самое имя от σελ — светлая), в гомеровских поэмах является смертной женщиной, женой Менелая, царя Спарты; из-за похищения ее Парисом возгорается Троянская война. Во время войны Е. живет в Трое, как жена Париса, раскаиваясь в своем проступке, презирая Париса и желая всей душой возвратиться к первому супругу и покинутой дочери Гермионе. Приам и знатные старейшины троянские отдают должное ее красоте. После взятия Трои Е. снова достается Менелаю, с которым и возвращается в Спарту. В послегомеровских версиях сказание об Е. усложнилось и дополнилось многими новыми подробностями, вероятно, отчасти заимствованными из различных местных легенд. Так, говорили, что Е., еще будучи девушкой, была похищена Тезеем, но возвращена братьями. Из двух намеков "Одиссеи" (IV, 276; VIII, 517) развилось сказание, что после смерти Париса она стала женой брата его Деифоба, которого и выдала после взятия Трои Менелаю. Из других намеков "Илиады" и "Одиссеи" о пребывании Менелая с Е. в Египте разрослись сказания о том, что Е. вовсе не была в Трое, а оставалась у царя египетского Протея, которым и была возвращена Менелаю. Чтобы примирить эту версию с Гомером, сочинили, что в Трое находился призрак Е. Существовал рассказ, что побочные сыновья Менелая, после смерти его, изгнали Е. из Спарты; она бежала на Родос, где и умерла, повесившись на дереве. По смерти Е. душа ее была перенесена на остров Левку, где она сочеталась с Ахиллесом. Оказания о Е. часто воспроизводились древними художниками, как греческими, так и этрусскими. В Спарте и др. местах Е. почитали как богиню.

Елена, город в Болгарии

(болгарск. Елена, произносится éл ена или иляна) — город в Тырновском округе Болгарии, на высоте 339 м, у подошвы Еленинских Балкан, через которые проходы: Железные ворота (Демир-Капу) и Гайдуци-Чокар, с проездной дорогой, ведущей в город Сливно. Жители (около 3500 человек) занимаются льно— и шелкопрядением.

В турецкую войну 1877-78 гг., вскоре после перехода наших войск через Дунай, Е. была занята русским отрядом. Когда турки, в августе месяце, перешли в наступление и заняли высоты, командующие над Е. и над путем отступления к Тырнову, наша позиция у Е. сделалась весьма опасной. В начале ноября еленинский отряд, состоявший под командой генерал-майора Домбровского, был подкреплен резервом. В середине ноября неприятель стал готовиться к нападению на Е., с целью отвлечения нашей главной армии от Плевны и воспрепятствования новому движению русских за Балканы. Сулейман-паша 18 ноября сосредоточил близ Е. около 30 тыс. человек, рассчитывая с этими силами взять Е. и затем двинуться к Тырнову. На рассвете 22-го числа турки открыли огонь по нашему передовому отряду, а затем двинулись в атаку. После 2-часового отчаянного боя командовавший передовым отрядом полковник Лермонтов стал отступать на Е. Высланный ему на подкрепление батальон был окружен турками, причем около 300 человек взяты в плен. В 12 часов дня турки атаковали нашу укрепленную позицию у Е. После трехчасового сопротивления генерал Домбровский приказал отступать и, несмотря на громадные затруднения, около 6 часов вечера успел дойти до деревни Яковцы, где прекратилось преследование со стороны турок. Еленинский отряд потерял в этот день более 1/3 своего состава (55 офицеров и 1087 нижних чинов) и должен был бросить 11 орудий. Благодаря его упорной обороне на пути к Тырнову успели сосредоточиться достаточные силы, и Сулейман должен был отказаться от своего плана. 2 декабря турки очистили Е., после чего разграбленный и частью сожженный ими город был вновь занят нашими войсками.

Елена, сербская королева

— св., королева сербская, мать королей сербских св. Милутина и Драгутина. После смерти своего супруга, Е. приняла монашество в городе Скадре (Скутари). Она строила обители, дома для бедных и помогала всем нуждающимся. Скончалась в 1306 г.

Еленев

(Федор Павлович) — член главного управления по делам печати и совета министра внутренних дел. В "Отечественных Записках" (редакции Некрасова) поместил "Письма из провинции" (под псевдонимом Скалдина). Напечатал: "И. И. Ростовцев и его деятельность в крестьянском вопросе" (некролог); "Первые шаги освобождения помещичьих крестьян в России" (СПб., 1886); "Польская цивилизация и ее влияние на Западную Русь" (1863); "Финляндский современный вопрос по русским и финляндским источникам" (1891).

Еленев (дополнение к статье)

(Федор Павлович, 1828—1902) — писатель. Главные его труды: "Учение о финляндском государстве" (СПб., 1893); "Историко-критический обзор узаконений, включенных под именем основных законов Финляндии в финляндские кодификационные проекты" (1894); "Les pr étentions des sé paratistes finlandais" (П., 1890); "Как проведен был финляндцами устав 1878 г. о воинской повинности" (1896), "Чего достигли и чего домогаются достигнуть финляндцы по пути отпадения их от русской государственной власти" (1898). Е. написал несколько арифметических учебников, составленных по особому методу, впервые примененному им, и несколько брошюр: "Наше молодое поколение. В разъяснение причин студенческих волнений 1899 г." (М., 1900), "Студенческие беспорядки" (СПб., 1888) и др.

Еленендорф

— немецкая колония Елизаветпольской губернии и уезда, в 10 верстах от города Елизаветполя; основана в 1818 г. вюртембергцами. Жителей 1630; занимаются преимущественно садоводством, виноградарством и виноделием.

Еленич

(Аарон) — сербский писатель начала XIX в., диакон в Триесте. Он написал "Песни о щастном и радостном избавлении Сербии храбрым ея витезовом" (Венеция, 1807 г.).

Еленовка, деревня Бахмутского уезда Екатеринославской губернии

— деревня Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, при прот. Меченском. Жителей около 600. Каменноугольный пласт открыт в 1831-40 гг. Сначала производилась крестьянами ручная разработка угля; в 1876-1878 гг. было крупное частное предприятие; теперь шахты в аренде.

Предыдущая страница Следующая страница