Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Е" (часть 4, Еж - Ека)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Е" (часть 4, Еж - Ека)

Предыдущая страница Следующая страница

Еж-рыба

(Diodon) — рыба из семейства голозубых (Gymnodontes), подотряда сростночелюстных (Plectognathi), отряда костистых рыб (Teleostei). Кожа этой рыбы покрыта костяными щитками, снабженными каждый крепкой, подвижной иглой. Подобно другим рыбам этого семейства, еж-рыба может надувать воздухом особый мешок, отходящий от глотки, причем все тело раздувается и принимает шаровидную форму с торчащими во все стороны иглами; рыба переворачивается тогда брюхом вверх и в таком виде плавает на поверхности воды. D. Hystrix L. С двумя-тремя неподвижными иглами на верхней и нижней стороне хвоста; по красно-бурому фону разбросаны многочисленные мелкие, круглые, черные или бурые пятна. Длина 40-70 см. Длина шипов достигает до 5 см. В Атлантическом, Индийском и Тихом океане. Другие виды в тропических морях.

В. Ф.

Ежа сборная

(или южа; Dactylis glomerata L.) — травянистое растение из семейства злаков (Gramineae), единственный вид во всем роде Dactylis. Это высокий многолетник (до 2 и более аршин), распространенный обильно по всему умеренному поясу Старого Света. Листья длинные, лентообразные, по краям шероховатые, как у огромного большинства злаков; мелкие цветки собраны по 2-7 в плотные колоски, которые сами собраны плотными пучочками, и, наконец, много таких пучочков на ножках собираются в один пучок, образуя довольно плотную, неправильно-лопастную метелку, обращенную в одну сторону. Цветет в июне и июле. Корневище сильно разрастается боковыми отпрысками и дает много стеблей, вследствие чего один и тот же экземпляр представляет нередко большую травяную группу. Дико встречается на плотных глинистых и суглинистых свежих почвах, как характеризующее их растение, а также на известковых почвах и глинистом мергеле, но искусственно разводится в луговом клину и на песчано-суглинистых почвах, причем высевают на десятину, при чистом посеве, 1 1/2 -2 пуда семян; так как Е. растет кустообразно, то лучше высевать в смеси с другими травами, образующими дерн. Отличается очень быстрым ростом (в 4-6 недель) и богатым урожаем — 300-400 пудов сена и до 25 пудов семян с десятины, по снятии которых луг вскоре снова зеленеет. Питательный корм, в котором отношение азотистых веществ к безазотистым = 1:4,7. На пастбищах растет удовлетворительно 4-5 лет, затем постепенно изреживается и исчезает, в особенности если пастбище служит выгоном для овец.

Ежва-черь

(Вычегодская черь) — река Вологодской губернии, Усть-Сысольского уезда, правый приток Вычегды (система Сев. Двины). Направление течения с С на Ю, дл. 120 в., из них 100 в. судоходный. В верховьях р. идет Печорский волок (1 1/2 в.), соединяющий р. Е.-черь с р. Ижемской черью (сист. Печоры). Движение грузов по этому пути незначительное. Е.-черь течет среди безлюдной лесистой местности.

Ежевик

(Hydnum L. — ежовик) — шляпочный, сумчатый гриб из порядка Hymenomycetes, семейства ежевиковых (Hydnoceae). Мясистые, кожистые или корковые грибы разнообразного вида. Плодовое тело шляпочное, с центральным или краевым пеньком или без пенька, гимениальный слой покрыт иглами. До 100 европейских видов. У H. auriscalpium L. плодовое тело с темно-бурым краевым пеньком; появляется на старых свалившихся сосновых шишках. У Н. Еrinaceus Bull. плодовое тело достигает величины человеческой головы, желтого цвета на старых гниющих стволах. У H. repandum L. желтое шляпочное плодовое тело, с центральным пеньком; этот гриб съедобен; он растет кучками на лесной почве, образуя так называемые "кольца ведьм".

С. Р-ев.

Ежевика

— Под этим именем смешивают в разных местах России несколько видов рода малинника (Rubus), главным образом два: R. caesius L. и R. fruticosus L. Наши авторы ежевикой называют первый из названных видов, а второй — куманикой; другие поступают обратно, называя первый из названных видов ожиной (по-малоросс.). Это малинники (см.) с черными плодами. Оба представляются в виде полукустарников, стебли и побеги которых усажены шипами; стеблевые побеги у них гибкие, то приподнимающиеся, то лежачие; у R. caesius листья тройчатые, нижние иногда даже с 5-ю листочками; у R. fruticosus — состоят из 5 и 7 листочков. У R. caesius плоды черные с сизым налетом, отчего они называются местами бирюзой; у R. fruticosus налета нет. Сок плодов темно-красный; вкус кислый, слегка смолистый; в южных странах эти плоды сладковаты. Идут на варенье. Оба вида распространены очень сильно в умеренных и теплых странах Европы до Скандинавии и западной части Архангельской губернии включительно. На Кавказе эти виды, особенно R. fruticosus, необыкновенно разрастаются, образуя непроходимые заросли вместе с другими кустарниками. В европейском плодоводстве Е. не имеет значения, но в Америке разводится на обширных площадях, как рыночная ягода. Американские сорта: низкорослые — Crystal white (с белыми ягодами), Golden Cap (с темно-желтыми и Seneca black и Garden black (с черными, как большая часть сортов Е.); некоторые из них (Philadelphia, Kirtland, Arnolds hybride и др.) помесь с малиной, наилучший же сорт — Lawton (New Rochelle) можно рекомендовать для культуры в южных губерниях. Разводится Е. семенами (высеваемыми осенью), черенками, корневыми отпрысками (необильными) и отводками, преимущественно на глинисто-известковой глубокой почве, не богатой перегноем, при солнечном, защищенном местоположении; меры ухода — прореживание и обрезка плетей, а равно своевременная подвязка.

А. Б. и В. С.

Ежевка

— см. Пшеница.

Ежегодник Зоологического музея

Имп. Академии Наук (Annuaire du Musé e Zool. de l'Acad. Imp. des Sc. de St.-Petersbourg) — орган Зоологического музея Имп. акад. наук, издаваемый с 1897 г. Редакторы: академик В. В. Заленский, А. А. Бируля и Ю. И. Бекман.

Ежегодник Императорских театров

— издается в СПб. при дирекции Императорских театров с 1890 г.; сведения относятся только к Императорским театрам СПб. и Москвы.

Ежегодник по геологии и минералогии России

— изд. в Варшаве с 1896 г. Н. И. Крыштафовичем, по одному тому (в неск. выпуск.) в год, на русском и французском (или немецк.) яз .

Ежегодник С.-Петербургского лесного института

— издание СПб. лесного института, с 1886 г., под редакцией профессоров Шафранова и Бородина.

Ежегодник Тобольского Губернского музея

— сборник, издаваемый комитетом означенного Музея в г. Тобольске с 1892 г., под редак. комиссии под председ. Н. Г. Козлова.

Ежеголовник

ежовник, ежа малая, лепешник, нюнька (Sparganiuin L.) — водяное травянистое растение из семейства рогозовых (Typhacae). Всего до 17 видов, распространенных обильно в стоячих и текучих водах северного полушария; немногие в Австралии. Невысокие наполовину погруженные в воду растения с узкими длинными листьями; у одних видов они довольно мясисты и почти трехгранные, у других в виде лент и плавают на воде; мелкие цветы собраны на верху стебля или его ветвей шаровидными початками, состоящими каждый из цветов только тычиночных или только пестичных; первые расположены на стебле выше вторых. Многие пестичные цветочки превращаются в сухие односемянные плодики с острыми и колючими наконечниками. Плодики эти собраны плотными почти шаровидными головками; отсюда народное название. В России, особенно северной, в луговых болотах известно до 10-12 видов. Никакого практического применения не имеют, хотя волокнистые стебли могли бы годиться на приготовление бумаги.

Ежедневная Душевная Пища

— духовно-нравственное издание Андрея Узанова, выходило в Москве в 1871 г., ограничилось 2 выпусками.

Ежедневник искусств и литературы

— ежедневная иллюстрированная газета, изд. в СПб. в 1901 г. Изд.-ред. Э. Н. Борман.

Ежедневное Либретто

— журнал, издаваемый в Москве с 1899 г., ежедневно в течение театрального сезона, правлением товарищества скоропечатни А. А. Левенсона, под ред. дирек.-распоряд. А. А. Левенсона.

Ежедневный Воронежский календарь

— газета, издавалась в Воронеже в 1870 г.; вышло 6 №№; редактор-издатель Г. М. Веселовский.

Ежек

(Ян Ježek) — чешский священник-писатель; род. в 1849 г. Издал сборник стихотворений "Za šera" (1880); рассказы: " Z hor a z kraje" (1881), " Z bouře ŕ míru" (1883), "Novomodní švindl " (1887); переводы: "Kviti z luhů slo vanskych ", перев. Тургенева: " Punin a Baburin "; по истории славян: "Počatky křěst'anství mezi Slovany " (1879), " Z dějin křěst'anství mezi Slovany " (1883).

Ежекрысы

(Echinomyinae) — подсемейство грызунов, из семейства осьмизубовых (Octodontidae). У американских родов Есhinomys и Loncheres из этого подсемейства к шерсти примешаны сжатые, почти ланцетовидные, острые иглы, не выдающиеся, однако, из общего шерстяного покрова. От этих форм получило название и все подсемейство, хотя другие представители его лишены игл.

Ежемесячная иллюстрированная всеобщая газета

— см. Всеобщая газета.

Ежемесячное Сочинение

- издавалось в Ярославле в 1787 г. и служило продолжением "Уединенного Пошехонца". Издателями были Н. Ф. Уваров, А. Н. Хомутов и Н. И. Коковцев, редактором В. Д. Санковский. Кроме других статей, в журнале печатались старинные рукописи, касающиеся походов Иоанна Грозного под Казань и под Смоленск.

Ежемесячные Сочинения, с.-петербургский журнал (1755—1765 гг.)

к пользе и увеселению служащие — издавались в СПб. при академии наук с 1755 г.; с 1758 г. издавались под заглавием "Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие", а с 1763 по 1764 г. под именем "Ежемесячные сочинения и известия об ученых делах". "Е. Сочинения" — первый в России учено-литературный журнал. Издание их было предложено ученой конференции Г. Ф. Миллером, который обратил внимание на то, что прежние издания академии недоступны публике, тогда как необходимость органа-распространителя просвещения вполне очевидна. Ему же была поручена и редакция журнала, который печатался в количестве 2000 экз. Изящная словесность занимала незначительное место в журнале; главное внимание обращалось на популярные научные статьи, преимущественно о России. Сотрудниками журнала были: Сумароков, Тредьяковский, Елагин, Херасков, Порошин и др. Из академиков участвовали: Ломоносов, Броун, Цейгер, Эпинус, Штелин, Кельрейтер, Фишер и Шребер. Издание "Е. Сочинений" прекратилось с отъездом Миллера в Москву.

Кроме исследования Неустроева, см. В. А. Милютина в "Современнике, 1851 г., т. XXV-XXVI, и П. Пекарского, "Редактор, сотрудники и цензор в русском журнале 1755-64 гг." (1867).

Ежемесячные Сочинения, с.-петербургский журнал (1900—1903 гг.)

— иллюстрированный литературный журнал, издавался с 1900 г. в СПб. Изд.-ред. И. И. Ясинский (Максим Белинский). В 1903 г. журнал переименован в "Новые Сочинения".

Ежемесячный Календарь

— выходил в СПб. в 1869 и 1870 гг.; представлял собой сборник текущих сведений, преимущественно статистических и финансовых; кроме того, помещались фельетоны и повести (М. Воронова и др.). Издателем его был Ф. Паули.

Ежемесячный Метеорологический бюллетень

— издается Главной физической обсерваторией с 1892 г. Редактор А. М. Шенрок.

Ежемухи

(Tachina) — см. Скоролетка.

Еженедельная Клиническая Газета

— выходила в СПб. с 1881 г., за исключением трех летних месяцев, под редакцией С. П. Боткина и Н. И. Соколова. В 1884 г. издание переименовано в "Больничную газету Боткина".

Еженедельник

— Е., или Собрание разных философических, исторических, физических и нравоучительных рассуждений, переведенных с разных языков, также загадок, элегий, эпиграмм и других разных в стихах и прозе российских мелких сочинений, периодически на 1792 год изданных. Всего вышло 18 номеров. Сотрудниками значатся В. И. Снятиновский и Ф. Комаров, которые, вероятно, были и издателями.

Еженедельник для охотников до лошадей

— издавался в Москве в 1823 году П. Цорном. В следующем году издание продолжалось под заглавием: "Записки и т. д." (см.). Это первое издание в России, посвященное лошадиному спорту.

Еженедельник журнала Практическая Медицина

— приложение к журналу "Практическая Медицина" с 1893 г., а с 1901 г. как самостоятельное издание выходит под названием "Врачебная Газета".

Еженедельник Суджанского уездного земства

— выходил в 1882—1886 гг., еженедельно. Редакторы: К. П. Арнольди, А. Панафидин, И. Г. Сниткин.

Еженедельное Новое Время

— журнал; см. Литературный Журнал.

Еженедельное Обозрение

— политико-литературный журнал, выходил в СПб. в 1884-89 гг. Издатель А. А. Греве, редактор И. В. Скворцов. В начале деятельное участие в нем принимал С. Я. Надсон. В 1889 г. преобразовано в "День".

Еженедельное обозрение медицинской библиотеки

— газета, посвященная всем отраслям медицины, гигиены и врачебного быта, выходила в СПб. в 1885 г.

Еженедельные известия Вольного Экономического общества

— издавались Обществом с июля 1788 по июнь 1789 гг., под ред. Бакмейстера, в количестве 1200 экз. Содержание журнала составляли хозяйственные рецепты и полезные практические промышленные сведения.

Еженедельный Обзор

журнал политический, литературный и общественный — бесплатное приложение к журналу "Прогрессивное Сельское Хозяйство" (см.).

Еженедельный отчет статистического отделения С.-петербургской городской управы

— издается с 1887 г. Редактор Н. А. Федулов.

Ежов

(Jeżò w) — местечко Бржезинского уезда Петроковской губернии, на реке Равке или Ежовке, притоке Бзуры. Жителей 7600. Фабрика шерстяных изделий, два училища, богадельня.

Ежова

(Екатерина Ивановна) — актриса спб. драматической сцены (1787-1837), подруга жизни драматурга князя А. А. Шаховского; окончила курс в спб. театральном училище и была тогда же принята на сцену. Хорошо играла роли комических старух. Салон Е.-Шаховского посещали Грибоедов, Пушкин, Загоскин, Гнедич, Ал. Бестужева, Крылов и многие др. знаменитости литературы и театра.

Ее младшая сестра, Марья Ивановна, актриса спб. сцены, также хорошо играла комических старух.

Ежовая

— гора в Екатеринбургском уезде Пермской губернии, вблизи Верхнетагильского завода, в составе Уральского хребта, представляющая здесь самую высокую вершину его.

Ежовка

— см. Земляничное дерево.

Ежовник

(Anabasis aphylla L., A. tatarica Pall.) из семейства солянковых (Salsolaceae Moq. Tard.) — голый кустарник 1-1 1/2 футов высоты, с корневищем, на котором появляются в изобилии прямостоящие стебли; произрастает на солонцеватых степях Северного Кавказа (по реке Терек) и Закавказья и может быть рекомендован для разведения в подобных местностях, где не растут другие, более полезные, солянковые растения.

С.

Ежово

— деревня Казанской губернии, Царевококшайского уезда. Дворов 108, жителей 552. Базарное здание с 18 лавками. 2 ярмарки.

Ез или яз, заязок

— рыболовная плотина, устраиваемая следующим образом: поперек реки вколачиваются колья в два ряда, один от другого в 2 1/2 аршин. Сверху колья переплетаются ракитовыми прутьями, в воде же промежуток между ними заваливается землей, дерном или навозом. В образуемой таким образом плотине оставляют отверстия — окошки различной величины, ближе к берегу меньшие, для постановки верш (см.); посредине же реки — более широкие, служащие для свободного пропуска воды и для ловли рыбы. Для первой цели вставляют в окошко (шириной около 4 аршин) так называемый затвор — деревянную раму с натянутой на ней проволочной сетью, не пропускающей рыбу; в другие же окошки вставляют станки, т. е. рамы, на которые натянуты мережи (см.) до 10 аршин длины. Ловля Е. производится, преимущественно зимой, когда рыба, привлекаемая незамерзающей у плотины водой, силой течения вносится в мережевые рукава и набивается туда целыми массами. В Сибири езы устраиваются несколько иначе и разделяются на половинные, т. е. идущие до половины реки, и черезовые — идущие через всю реку, поперек ее русла. Вследствие дороговизны, езы обыкновенно сооружаются целыми обществами рыбаков. Отмели и перекаты, захватывающие всю ширину реки от одного берега до другого, называются в Западной Сибири езовьями.

См. Н. Кашин, "Из приаргунского края" ("Журнал Охоты и Коннозаводства", 1869 г.); А. М. Маракуев, "Из Ростовского уезда Ярославской губернии" ("Природа и Охота", 1879, т. III).

С. Б.

Ез — старинная рыболовная податная единица и сооружение; описание устройства царского Е. находится в "Белоозерской езовой книге" под 1585 г. Здесь исчисляется подробно количество леса, потребного для разных частей Е. ("козлы", "переклады", "грузила", "засовы", "стырь", "ворота") и, между прочим, сказано: "а на Езу садят по целовальнику, да по 3 человека сторожей".

Прз.

Езбера

(Федор Иванович, 1829—1901) — филолог. Род. в Чехии, в крестьянской семье. С 1869 г. состоял доцентом по кафедре славянских наречий в Варшавском унив. Путешествуя по России, Е. составил коллекцию предметов, этнографических рисунков, моделей, икон и т. п. и из них устроил в Варшаве "Всероссийский Музей" (описание и каталог Музея изд. в Варшаве в 1879 г.). Литературная и общественная деятельность Е. была посвящена пропаганде "веры в спасительность для всех западных славян, употребляющих латинское письмо, перехода к славянскому письму, т. е. к кириллице, полного объединения славян хоть в письме, как могучем факторе литературной взаимности. Такое объединение он считал самым первым условием успехов славянского культурного единения и взаимного сближения" (см. ст. К. Грота в "Новом Времени", 1901, № 9297). Ряд его многочисленных работ, брошюр и статей на ту же тему открывается еще в 1858 г. брошюрой (по-чешски): "Кирилл и Мефодий, св. апостолы славянских народов, никогда не писали глаголицей, а кириллицей" (Прага). В 1860 г. появилась его статья: "О письменах всех славян". С этого времени большая часть его брошюр, писанных на чешском языке, печаталась или одной кириллицей, или параллельно этим шрифтом и латиницей. Русским шрифтом печатался и в русско-славянском духе издавался им в 1863 г. журн. "Словесник".

Езда

— см. Псовая охота.

Езда верховая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Езда неосмотрительная

или непомерно скорая в городах и селениях — проступок, обложенный в новом угол. уложении арестом до двух недель или денежной пеней до 50-ти руб. (ст. 231). По уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, наказание вполовину меньше (ст. 123). Если последствием была смерть, то виновный наказывается как за неосторожное убийство.

Ездегерд

или Ездедиерд, Йездегерд (pehlwi Iasdekart) — имя многих царей из династии Сасанидов. Некоторые писатели говорят о Е. Нерме (кроткий), сыне Бахрама IV, царствовавшем только 72 дня; большинство историков о нем совершенно не упоминает. Ему наследовал в 399 г. Ездегерд I, которого обыкновенно считают сыном Бахрама IV. Он царствовал до 420 г. Редко мнения о государе бывают столь противоположны. Персы называют его Bezehkar, арабы — El-athim, т. е. злодей, и характеризуют как правителя безбожного, жестокого и развратного. Христианские писатели, наоборот, превозносят его похвалами и рисуют государем справедливым и кротким; император Аркадий поручил ему даже опеку над своим сыном Феодосием II, а последний заключил позже с Е. столетний мир. В главных городах его государства — Ктезифоне (399), Модаине, Кохе (410) — происходили соборы. В конце царствования Е. не воспротивился, однако, гонению на христиан; вероятно, причиной этому был разгром христианами храмов, посвященных огню. Ездегерд II (440-457), друг солдат (Sipah-dost) — внук предыдущего, сын Бахрама V Гур; враг христиан и евреев. Восточные писатели изображают E. II справедливым и могущественным государем, который расширил свои владения. Он оставил престол двум враждовавшим между собой сыновьям, Гормизду III и Пирозесу (Фирузу). Ездегерд III — последний Сасанид (632-651), сын Шахриара. После ряда государей, следовавших друг за другом в короткий промежуток времени, народ избрал царем Е. III, несмотря на то, что ему было только 15 или 16 лет. Его вступление на престол совпало со днем смерти Магомета и послужило для персов началом Ездегердовой эры (вторник 16 июля 632 г.). В 634 г. полководец Омара, Абу-Обейд, разбил персов при Косс-ен-Натф на Евфрате. Тогда Е. решился на отчаянную борьбу и во главе 120 тыс. персов вступил с арабами в кровавый бой при Кадезиахе (636), недалеко от Куфы; три дня держался Е., но на четвертый ислам одержал победу. Царь бежал из своей столицы, Ктезифона, между тем как арабы двинулись к Тигру и взяли крепость Наршир. 28 месяцев спустя столица попала также в руки арабов, которые награбили там несметные сокровища. Много лет противостоял Е. дальнейшему натиску арабов, пока решительная битва при Нехавеиде (642) не открыла победителям дороги в Иран, Мерв, Харазан и Герат. Тогда молодой царь убежал за границу своего бывшего государства, на Оксус (Джихан), где, с помощью турок и китайцев, собрал значительное войско. Он продолжал считать себя владетельным государем, что видно из монет, вычеканенных на 19 и 20 году его жизни. С Е. угас, после 426-летнего господства, род Сасанидов.

Ездовой, чин в артиллерии

— название нижнего чина, управляющего лошадьми в артиллерийской запряжке. На каждую пару лошадей полагается Е. Они разделяются в каждой запряжке на коренного, управляющего лошадьми в дышле, и уносных, которых бывает один или два. Ездовые сидят на левой лошади своей пары, называемой подседельной, правая же лошадь носит название подручной. Название Е. настолько укоренилось в артиллерии, что ездовыми называют и нижних чинов, правящих лошадьми, как кучера, с передка или грядок повозки, что имеет место в обозной запряжке и в осадной артиллерии.

Ездовой, щит у орудия

(воен.) — стальной щит у орудия для прикрытия амбразуры.

Ездок-охотник

— русское название любителей скакового спорта, лично принимающих участие в скачках на своих или чужих лошадях, но совершенно безвозмездно со стороны владельцев лошадей. Обыкновенно Е.-охотники не принимают участия в скачках вместе с жокеями, хотя это не возбраняется уставами обществ, поэтому специально для ездоков-охотников предназначается довольно много скачек, в которых не могут участвовать жокеи. Призы для ездоков-охотников значительно меньше, чем для жокейских скачек, и самые условия несколько иные. В последнее время в России замечается стремление уменьшить число гладких скачек для ездоков-охотников и увеличить число препятственных; это объясняется отчасти тем, что в большинстве охотниками у нас являются офицеры кавалерии. Иначе ездоков-охотников называют джентльменами и скачки для них — джентльменскими.

Ездра

(евр. Эзра, лат. Esra) — библейское имя двух лиц священнического сана, из которых особенно известен Е. сын Сераии, правнук первосвященника Хелькии (см. Евреи). Он получил от персидского царя Артаксеркса Лонгимана (458 г. до Р. Х.) полномочие вывести из Вавилона в Палестину тех иудеев, которым не удалось возвратиться на родину с первой партией переселенцев (к числу которых принадлежал его соименник Е.). По прибытии в Иерусалим Е. нашел там положение дел весьма неудовлетворительное. Многие из иудеев поженились на язычницах, и дети их воспитывались в полуязычестве. Пользуясь большими полномочиями, предоставленными ему персидским правительством, Е. начал целый ряд реформ, имевших целью нравственное возрождение народа. Особенное внимание было обращено на обучение народа закону Божию, на чтение священных книг. При этом оказалось, что во время своего пребывания в плену народ забыл древний еврейский язык. Понадобился перевод Моисеевых книг на народный сиро-халдейский или арамейский язык, что и делали книжные левиты, сопровождавшие чтение закона переводами и толкованиями. Здесь именно и зародилось зерно так называемых таргумимов и мидрашей (переложений и толкований), а также класса соферимов (книжников), см. статьи Евреи и Еврейская литература. Ездре приписывается учреждение и так называемой "великой синагоги", ведавшей религиозно-нравственные нужды народа, хотя есть основание думать, что происхождение ее относится к более позднему времени. О последних днях жизни Е. ничего не известно. История его жизни и деятельности излагается в особых книгах, носящих его имя (три книги Е.). Из них канонической считается только первая; вторая существует только на греческом, третья — только на латинском языке, с которых они переведены и в русской Библии. Третья книга носит явные черты позднейшего происхождения и явилась не ранее I в. нашей эры. Е. считается также автором двух книг Паралипоменон, некоторые главы которых близко воспроизводятся во 2-й книге Е. С его же именем связан известный спор о происхождения канона св. книг, так как некоторые критики рационалистической школы приписывают Е. не только собрание св. книг в один канон, но и самое составление или по крайней мере переработку многих из них. См. Библия и Канон.

А. Л.

Ездящая артиллерия

- та прислуга, которая при движениях рысью садится на лафеты, передки и зарядные ящики. В настоящее время вся полевая пешая артиллерия — ездящая.

Езекия

— царь иудейский, один из лучших представителей дома Давидова в период разделения царства (жил за VII вв. до Р. Х.). В момент вступления его на престол народ находился в состоянии религиозно-нравственного и политического упадка и даже принял подданство ассирийское. Воспитавшись под влиянием пророка Исаии, Е. приступил к существенным реформам. Идолослужение было искоренено, в храме восстановлено богослужение и, как бы в знак восстановления завета с Богом, торжественно отпразднована была Пасха. Затем Е. оградил страну от хищничества филистимлян. Об отношениях Е. к Ассирии см. Евреи. Рассказ о походе Сеннахирима на Иудею, в царствование Е., нашел место и в ассирийских клинообразных надписях, в которых Е. называется Хазакийагу (в соответствие с еврейским Хискийа или Хискийагу). С историей Е. связывается рассказ о чудесном передвижении тени солнечных часов назад на 15 ступеней в знак выздоровления царя от темной болезни (4 Цар., XX, 1-11). Внутренние смуты в Ассирии дали Е. спокойно провести остальные годы царствования; он воспользовался ими для внешнего укрепления и внутреннего благоустройства своего царства.

Езерна

— село Киевской губернии, Васильковского уезда. Жителей 2473; школа и свеклосахарный завод.

Езероссы

— город Ковенской губернии, переименованный в 1836 г. в уездный город Новоалександровск (см.).

Езерские

— польские дворянские роды. Первый из них, герба Прус, восходит к середине XVI в. и внесен в родословные книги дворян Царства Польского. Другой род Е., герба Рогаля, имеет прозвище Левальт. Он восходит к началу XVII в. и разделился на несколько ветвей, внесенных в VI и I части родословной книги Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Минской, Могилевской и Подольской губерний.

Езерский

(Феликс) — польский писатель; род. в 1818 г.; учился в московском университете, переводил с латинского, греческого и новых языков. Написал "Przygotovania do wiedzy mowy polskiéj" (1843); " Nauczyciel ze stanowiska moraluego i naukowego" (1847); "Rzecz о pojęciach ludzkich, ich przechodzeniu i rozwijaniu się" и многое др.

Езеруна

— река Ковенской губернии, Россиенского уезда. Берет начало из озера Дравдяны (см.), лежащего западнее местечка Жигайце и впадает в реку Юру при местечке Поюрже. Длина Е. 25 верст; берега низменные; в верховьях они испещрены канавами, служащими для ирригации богатых лугов. Низовья реки в гористых берегах. Е. течет параллельно нашей границе с Пруссией на расстоянии 3-5 верст от нее.

Езерче

— селение в Болгарии, на Рущук-Разградском шоссе, в 20 верстах от Разграда; 14 июля 1877 г. здесь происходило сражение между частью войск передового отряда генерал-адъютанта графа Воронцова-Дашкова и турецкой бригадой. После боя, продолжавшегося несколько часов, турки были выбиты из селения. В числе убитых находился начальник неприятельского отряда, Азис-паша.

Езеры

(Озеры) — местечко Гродненской губернии и уезда, при озере Белом, в 23 верстах от г. Гродны. Основано в 1588 г. Правосл. и р.-кат. црк., учил., пивоваренн. зав. Жителей 3699; пчт. и тлгф.

Езид

(или Иезид) — имя трех халифов из династии Омейядов: 1) сын Моавии, царствовал 3 1/2 года (680-683 после P. X.); известен убийством Гуссейна, сына Али; — 2) сын Абд-эль-Мелика (720-724); отличался необыкновенным распутством; — 3) сын Валида, царствовал 1/2 года (744), способствовал упадку династии.

Езиды

— последователи одной, довольно еще загадочной, религиозной секты, распространившейся среди курдов. Езиды говорят курманджийским наречием курдского языка. Живут они в Турции, где их насчитывают до 90000 душ, в Персии и у нас в Карской области (до 2000 душ) и в Эриванской губернии (около 8000 душ). Название их производят от древнеперсидского слова Ezd — Бог; езди, как сами себя называют Е., значит "божеский", в смысле "признающий Бога". Сущность учения этой секты не вполне выяснена, вследствие необыкновенной скрытности и подозрительности Е., часто подвергавшихся гонениям со стороны мусульман и иных курдских сектантов, а также из-за насмешек соседних христиан, видящих в Е. поклонников дьявола. Известно только, что Е. признают Верховное Существо, создателя мира, и почитают "духа отрицания" Мелик Тауза — впавшего в немилость ангела, который со временем будет прощен. Они избегают произносить его имя в разговорах и изображают в виде павлина (тауз). Вместе с тем, Е. почитают солнце и четыре стихии: землю (мать всего живущего), воду, воздух и огонь (самая священная стихия). Все это дает повод отыскивать начало езидизма в Зороастровом учении, которое впоследствии, под влиянием мусульманства и отчасти христианства, сильно изменилось. Новейшие исследователи секты самым решительным образом отвергают обоготворение ею дьявола. Е. признают 124 тыс. пророков, из которых первым по святости считается их национальный пророк шейх-Адэ, живший в VI в. гиджры (XII в. после Р. X.) и завещавший Е. в руководство религиозно-нравственный кодекс. Ему посвящен храм в долине Шейх-Адэ (Лалиш), близ Мосула. В честь прочих шейхов устраивают очаги. Е. разделяются на две касты, браки между которыми запрещены, — на духовных и светских. Первые, в свою очередь, делятся на три группы: шейхи, пиры и факиры, не имеющие права родниться между собой; к ним же относятся низшие степени духовных: навалы (посланцы шейха, ездящие за поборами и пожертвованиями), ауханы и прислужники при храме. E., где бы они ни были, признают своим главой шейха (потомка шейха-Адэ), воля которого священна для каждого Е., и эмира, представителя светской власти, утверждаемого турецким правительством. Оба живут в Месопотамии. У нас Е. подчинены общим судам и администрации. Е. почти все оседлые, хотя и не совсем еще отвыкли от кочевой жизни.

О них см. И. Н. Березин, "Езиды" ("Магазин землеведения и путешествий", изд. Фроловым, т. III, М., 1854); N. Siouffi: 1) "Notice sur la secte des Iézidis" ("Journal Asiatique", 1882, t. XX), 2) "Notice sur le Cheikh Adi et la secte des Iézidis ("J. Asiat", 1885, t. V); Menant, "Les Iézides. Episodes de l'histoire des adorateurs du diable" (П., 1893); С. А. Егиазаров, " Краткий этнографическо-юридический очерк Е. Эриванской губернии " ("Записки Кавказского отдела И. Р. Географического общества", кн. XIII, вып. II, Тифлис, 1891); Ю. С. Карцев, "Заметки о турецких Е." (там же).

Н. Веселовский.

Езник Кульпский

— армянский писатель V века; был епископом областей Багреванда и Аршаруник. Написал сочинение "Опровержение сект", направленное против религии персов, греческих философов и ереси Маркиона. Текст издан в Константинополе в 1763 г., в Смирне в 1772 г., в Венеции в 1826 и 1863 гг., французский перевод — в Париже в 1853 г.; некоторые места переведены на немецкий язык в " Zeitschrift für die historische Theologie ", т. IV; на русском языке существует извлечение: "Об учении персидских магов" (СПб., 1858). Е. составил еще сборник сентенций и нравственных правил, извлеченных из Священного Писания и творений св. отцов.

Езно

— местечко Виленской губернии, Трокского уезда, при озере Езно, с развалинами замка (Паулы).

Езур-Вед

— см. Веды.

Ейнфотлинг

— название, присвоенное с начала XIV столетия, тем хозяевам крестьянских усадеб Прибалтийского края, которые отбывали барщину пешими и через неделю. Впоследствии их назвали Halbhäker. Их усадьбы (Gesinde) состояли из крестьянского двора, с принадлежащими к нему землями и др. угодьями. Понятия о Е. и Gesinde восходят к 1290 г., когда введенное в Прибалтийском крае крепостное право создало расселение туземцев близ вновь возникавших замков и укреплений. Последние были окружены принадлежащими к ним угодьями, а затем следовали Gesinde.

Ейресиона

(Είρεσιώνη) — ветвь маслины, обернутая шерстью и убранная различными плодами и склянками с маслом, медом и вином. Е. вывешивались у дверей домов в Афинах, в праздник Пианепсий, совершавшийся в честь Аполлона, удалявшегося на зиму. В торжественной процессии несли особенно роскошно убранную государственную Е., причем пелись песни, называвшиеся также Е. Так как в таких песнях испрашивались разные блага, то Е. впоследствии стала песней нищих. Отрывок одной такой Е. сохранился в сборнике мелких стихотворений, приписываемых Гомеру (п. XV).

Ейск

- город Кубанской области, Ейского отдела, на Ейской косе, отделяющей Ейский лиман от Азовского моря, при устье реки Еи, в 210 верстах к северо-западу от Екатеринодара. До 1848 г. на месте нынешнего города были поселения рыбаков; удобная природная гавань обратила на себя внимание, и в 1848 г. был заложен портовый город, который стал быстро заселяться, благодаря льготам, дарованным поселенцам. В 1860 г. жителей было около 20 тыс., городской доход простирался до 30 тыс. руб.; разных заводов было до 65. Главные предметы вывоза: хлеб, шерсть и льняное семя. Со времени проведения Ростово-Владикавказской железной дороги заграничные торговые сношения остановились, и центр торговли перешел в Ростов. В настоящее время жителей более 29 тыс. (преимущественно русские).

Н. Кузнецов.

Ейская коса

— см. Ейский лиман.

Ейский конный полк

Кубанского казачьего войска — знаки отличия у полка № 1-й: георгиевский штандарт за отличия при взятии крепости Анапы (1828) и в Турецкую войну 1877—1878 гг., георгиевские серебряные трубы за взятие Карса (1877) и знаки на головные уборы за отличие при покорении западного Кавказа (1864); у полка № 2-й — георгиевский штандарт за отличие в Турецкую войну 1877—1878 гг.

Ейский лиман

— обширный зал. в сев.-вост. части Азовского моря, от которого отделяется узкой Е. косой и сообщается с морем, или, правильнее, с Таганрогским зал. нешироким проходом. Дл. Е. лимана 20 в., шир. 10 в., глуб. незначительна, от 1 1/2 до 12 фт.; он хорошо защищен от ветров. Порт — Ейск (35446 жит.).

Ейский отдел

— занимает северную часть Кубанской обл. и граничит на С и В с Донской обл., от которой отделяется pp. Еей и Куггеей, на З — с Азовским морем, близ которого Ясенская группа соляных озер. Е. отд. четвертый по величине в Кубанской обл.; занимает площадь в 11190 кв. в. (1158227 дес.). Ровная безлесная степь Е. отд. отличается глубоким черноземом и представляет одну из самых плодородных местностей К. обл. — часть так называемого Черноморья. Крупные казачьи станицы большей частью сохранили старые названия запорожских куреней (Уманская, Шкуринская, Канивская и др.); неказачьих селений только два — незначительные колонии Александровка и Воронцовка. Наиболее крупные станицы: Уманская, на р. Сасык, где находится и управление Е. отд. (12620 жит.), Екатериновская (11290), Канивская (10260), Староминская (13495) и Старощербиновская (11519). С С на Ю Е. отд. пересекается главной линией Владикавказской жел. дор. В пределах отдела 5 станций. Всех населенных пунктов в Е. отд., кроме хуторов, по переписи 1897 г. насчитывалось 28, с населением в 127918 мжч. и 120401 жнщ., а всего — 248319, в том числе казаков — 142589, колонистов — 592, посторонних ("иногородних") — 10 4 138. Мужчин, умеющих читать — 35976 (28,1%), женщин — 6697 (5,6%), об. п. — 42673 (17,2%). Говорящих на малороссийском языке — 203344 д. об. п. (82%), по-русски — 40332 (16%). Православных — 94% всего населения, старообрядцев — 1%; остальные — большей частью лютеране. Хозяев, имеющих дома — 30082, бездомовых — 10484 (в том числе — 10104 из числа "иногородних" жит.). Живет население, большей частью, в "турлучных" (плетневых) домах; деревянных жилых построек не более 6%, каменных — 0,1%; на хуторах распространены саманные постройки. Главное и почти исключительное занятие жителей — земледелие. Под посевами зерновых хлебов в 1903 г. было 639257 дес., собрано более 3200000 чтв.; под посевами огородных и бахчевых растений — 14404 дес., подсолнуха — 1308 дес., под 15 табачн. плантациями — 34 дес.; всего распахано 655003 дес., или свыше 3/5 всей удобной земли. Под виноградниками и садами 1382 дес. Пчеловодство незначительно: 179 пасек с 4142 ульями. Скотоводство: лошадей — 150239, рогатого скота — 204744, овец и коз — 531925, свиней — 72799; в общем, если принять 10 гол. мелкого скота за 1 гол. крупного, на каждый оседлый двор приходится около 13,9 гол. крупного скота (свед. 1903 г.). Промышленные заведения Е. отд. незначительны: сумма стоимости годового производства на 1065 промышл. зав. в 1903 г. составляла всего 732536 руб. (в среднем около 700 руб. на каждое). В Ясенских озерах добыто соли на 7850 руб. Во всех значительных селениях Е. отд. имеются начальные школы мин. нар. просв., в крупных станицах — двухклассные училища, в ст. Уманской — Военно-ремесленная школа; там же войсковая больница на 33 кровати. Почтово-телегр. учреждений 9. Литературу — см. Екатеринодарский отдел.

Ейское укрепление

- местечко Ростовского округа, области Войска Донского, в 109 верстах к юго-западу от окружного города и в 48 верстах к востоку от города Ейска, на восточном берегу Ейского лимана. Жителей 5311, дворов 784; православная церковь, церковно-приходская школа. Главное занятие жителей — рыбопромышленность. Ежегодно ярмарка, на которой торгуют на сумму до 250000 руб.

Ейское укрепление (дополнение к статье)

— ныне безуездный город Донской области.

Екажевой

или Экажева — аул в Терской области Владикавказского округа, в 23 верстах от Владикавказа, на реке Сунже. Жителей около 2½ тысяч (преимущественно осетины).

Екатерина

(греч. Άεί καθαρίνα — всегда чистая) — великомученица, родом из Александрии, мученическую кончину ее относят к 307 г., при Максимине. Известия о праздновании памяти ее и о ее мощах не старше VIII в., когда мощи ее были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на Синайской горе. Монастырь этот привлекал много паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной церкви, а потом перешло и на Запад, где ей посвящено множество гимнов и рифмованных легенд. На Синае устроился орден рыцарей св. Е., для покровительства паломникам, прибывавшим на поклонение мощам ее. Память ее у нас 24 ноября, в Греции и на Западе — 25 ноября. На Западе св. Екатерина, славившаяся своей ученостью, считается покровительницей учащегося юношества. Из художественных изображений Е. лучшее принадлежит Корреджо (в Лувре и в Неаполе).

Екатерины св. великомученицы орден или орден Освобождения — дамский орден, учрежденный Петром Великим 24 ноября 1714 г., в день тезоименитства царицы Екатерины Алексеевны, в память Прутского похода (1711) против турок. Знак ордена — белый крест в руке св. великомученицы Е., в пурпуровом поле, а в центре другой меньший крест, украшенный лучами. Между спицами креста буквы: D.S.F.R. (Domine salvum fac Regem — Господи, спаси царя). Орден имеет две степени — большого креста и меньшого или кавалерственного. Большой крест, кроме особ царской крови, жалуется только 12 русским дамам, а дам кавалерственного креста (по статуту) — 94. Первой дамой ордена не царской крови была жена князя Меншикова. В прошлом веке, за редкими исключениями, орден жаловался исключительно принцессам. По статуту 1797 г., орден жалуется государем, все великие княжны получают знаки ордена св. Е. при св. крещений, а княжны крови императорской — по достижении совершеннолетия (§ 33). Лента ордена — красная, с серебряною каймой — носится через правое плечо. Девиз ордена: за любовь и отечество. Орденмейстером считается императрица (пожизненно), диаконисой — супруга наследника. Праздник ордена, которому в Таврическом дворце в СПб. присвоена церковь, — 24 ноября, в день св. великомученицы Е. Русских дам этим орденом, за исключением принцесс, император Павел I пожаловал 50 (9 большого креста и 41 малого), Александр I — 127 (4 и 123). Николай I — 139 (9 и 130), Александр II — 77 (2 и 75). В нынешнее царствование пожаловано более 30 русских дам, все кавалерственного креста.

Екатерина "мужественная"

(Heldenmütige; 1509-1567) — дочь Вильгельма VI, графа Генненбергского, жена Генриха XXXVII шварцбургского. После смерти мужа Е. продолжала трудиться над распространением протестантизма в шварцбургских владениях. Своим прозвищем Е. обязана следующему событию. После победы Карла V при Мюльберге (1547), граф Альба, герцог Генрих Брауншвейгский и другие полководцы были в гостях у графини, тогда как их войска стояли постоем в деревнях округа. Во время обеда Е. узнала, что солдаты захватили у ее крестьян скот; она обратилась к защите князей; но когда те ей отказали и, шутя, оправдывали грабеж военной необходимостью, то Е. велела своим вооруженным слугам придти в зал и грозила немедленно умертвить полководцев, если они не уважат ее охранительных грамот.

См. Hesse, в " Neue Mitteilungen aus dem Gebiet histor.-antiquarischer Forschungen" (Галле, 1864).

Екатерина I Алексеевна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Екатерина II

Статья большая, находится на отдельной странице.

Екатерина Meдичи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Екатерина Алексеевна

- дочь царя Алексея Михайловича от первого брака (1658-1718). Она одна, держась в стороне от политических событий своего времени, не испытала на себе гнева Петра I. Была восприемницей при крещении Екатерины I.

Екатерина Антоновна Брауншвейгская

— дочь Анны Леопольдовны (см.); род. в 1741 г., за несколько дней до свержения с престола своего брата, во время которого лишилась слуха. С 1742 г. по 1780 г. прожила вместе с родными в Холмогорах, а в 1780 г. с двумя братьями и сестрой отпущена в Горсенз (Ютландия). На ее содержание отпускалось от русского правительства 8000 руб. в год. Умерла в 1807 г., последней из всей своей семьи.

Екатерина Арагонская

— дочь Фердинанда Католика; для упрочения союза Англии с Испанией была выдана замуж за старшего сына Генриха VII, Артура, принца Валлийского, а после его смерти — за следующего его брата, Генриха VIII, от которого у нее была дочь Мария (Кровавая), впоследствии английская королева. Известен бракоразводный процесс ее, послуживший поводом к введению реформации в Англии (см. Генрих VIII и Реформация). После развода Е. жила под строгим надзором и была разлучена с дочерью. Умерла в 1536 г.

См. Осокин, "Процесс Е. Арагонской по новым документам".

Екатерина Болонская

(1413-1463) — знатного происхождения, настоятельница монастыря клариссинок в Болонье; еще при ее жизни шла молва о многократно полученных ею откровениях. В 1492 г. канонизирована.

Екатерина Браганцская

(1638-1705) — дочь португальского короля Иоанна IV; в 1661 г. вышла замуж за Карла II, короля английского; в замужестве была несчастлива, вследствие непостоянства и легкомыслия мужа. В 1693 г. вернулась в Португалию, где сделана регентшей при своем слабоумном брате доне Педро.

Екатерина Валуа

— жена Генриха V английского, мать Генриха VI, дочь французского короля Карла VI. Ее брак (1420) имел целью упрочить французский престол, после смерти Карла, за королями английскими, в ущерб правам дофина (впоследствии Карла VII). После смерти Генриха V (1422) Е. вышла замуж за Оуэна Тюдора и сделалась родоначальницей дома Тюдоров, который, в лице ее внука Генриха VII, занял английский престол.

Екатерина Генуэзская

(1447-1510) — дочь Роберта Фиески; рано овдовев, вела благочестивую жизнь и самоотверженно ухаживала за больными. В 1737 г. канонизирована.

Екатерина Говард

— см. Говард.

Екатерина де Куртенэ

— см. Куртенэ.

Екатерина Иоанновна

- герцогиня Мекленбургская (1691-1723), дочь царя Иоанна Алексеевича. В 1716 г. Е. Иоанновна вышла замуж за герцога Мекленбургского Карла-Леопольда; в брачном договоре герцог обязался обеспечить своей супруге свободное отправление православной службы и выплачивать ей по 6000 ефимков шкатульных денег в год. Петр I обязался, со своей стороны, содействовать завоеванию для герцога города Висмара. В 1722 г. грубый и деспотичный нрав герцога вынудил Е. Иоанновну покинуть мужа и вернуться в Россию, вместе с единственной дочерью Елизаветой (в православии Анной Леопольдовной; см.).

Екатерина Михайловна

— великая княгиня, дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны; род. 16 августа 1827 г.; в 1851 г. вступила в брак с Георгом (см.), герцогом мекленбург-стерлицким, умершим в 1876 г. С 1847 до 1870 г. великая княгиня Е. М. была действительным членом совета петербургского женского патриотического общества, а с 1870 г. состоит председательницей этого совета; кроме того, состоит покровительницей учреждений, основанных ее матерью и образующих ведомство великой княгини Елены Павловны (см.).

Екатерина Михайловна (дополнение к статье)

— великая княгиня; умерла 30 апреля 1894 г.

Екатерина Павловна

(1788-1819) — четвертая дочь императора Павла I от брака с Марией Федоровной, любимая сестра императора Александра I. На эрфуртском свидании государей (1808) Талейран сделал императору Александру I предложение о браке Е. П. с Наполеоном, в видах упрочения союза России с Францией; но предложение это было отклонено, главным образом по настоянию самой великой княжны и ее матери. В 1809 г. Е. П. вступила в брак с принцем Георгом Ольденбургским и поселилась с ним в Твери. Здесь, во дворце Е. П., Карамзин читал императору Александру I отрывки из своей истории. По предложению Е. П., историограф написал свою известную записку "О старой и новой России", которую великая княгиня передала императору; ее же стараниями было впоследствии устранено охлаждение императора к Карамзину, вызванное этой запиской. В 1812 г. Е. П. горячо поддерживала мысль о созыве народного ополчения и из своих удельных крестьян сформировала "егерский великой княгини Е. П. батальон", участвовавший почти во всех главных сражениях той эпохи. 15 декабря 1812 г. Е. П. лишилась своего супруга. В 1813-15 гг. она сопровождала императора Александра в походах и не оставалась без влияния на ход совещаний во время Венского конгресса; способствовала браку своей сестры Анны Павловны с принцем Оранским, впоследствии королем нидерландским. 12 января 1816 г. она вступила во второй брак с наследным принцем вюртембергским Вильгельмом, в том же году вступившим на престол. Будучи королевой, Е. П. ревностно заботилась о народном образовании; во время голода 1816 г. оказала стране важную услугу, основанием "благотворительного общества"; содействовала устройству домов трудолюбия. Преждевременная смерть Е. П. оплакана в элегиях, написанных В. А. Жуковским ("Ты улетел, небесный посетитель...") и князем Ив. Долгоруким. От первого брака у Е. П. было двое сыновей: Фридрих-Павел-Александр (1810-1829) и принц Петр Георгиевич Ольденбургский (см.), от второго брака — две дочери.

Ср. И. Божерянов, "Великая княгиня Екатерина Павловна" (СПб., 1888 г.); Е. Пушкин, "Письма великой княгини Екатерины Павловны" (Тверь, 1888 г.).

Екатерина Сиенская

(1347-1380) — из фамилии Бенинказа, с ранних лет предалась умерщвлению плоти и имела видения (обручение с Иисусом Христом и т. п.). Страшная чума 1374 г. побудила Е. к самоотверженному уходу за больными. С этих пор вокруг нее сгруппировался кружок единомышленников. Примирение итальянских городов с папой и возвращение его в Рим (из Авиньона), завоевание Св. Земли, исправление церкви — вот тройная цель, к достижению которой стремилась Е. Папа Урбан VI призвал Е. к себе в Рим, где она и скончалась. В 1461 г. она была канонизирована.

Ср. Karl Hase, "Caterina von Siena" (Лейпциг, 1864); Герье, "Екатерина Сиенская" ("Вестник Европы", 1892).

Екатерина Шведская

(1331-1381) — вторая дочь св. Бригитты, сопровождала мать в Рим, привезла ее останки на родину и вскоре снова возвратилась в Рим, чтобы выхлопотать утверждение ордена Бригитты и сопричисление матери к лику святых. В 1474 г. канонизирована.

Екатерина Ягеллонка

- королева шведская (1526-1583), дочь короля польского Сигизмунда I и его второй жены Боны. В 1561 г. к ней сватался Иоанн Грозный, но появился другой претендент на ее руку — Иоанн, герцог финляндский, сын Густава Вазы. Эрих XIV, шведский король, брат Иоанна, не противился сначала этому браку. Но в течение 1561 г. произошла резкая перемена в политических отношениях Польши и Швеции, вследствие борьбы за Ливонию. При этих условиях Эриху было неудобно, чтобы его брат породнился с королем польским, и он стал отговаривать Иоанна от предположенного брака; но Иоанн, против желания брата, отправился в 1562 г. в Польшу. Ему довольно долго пришлось ожидать в Данциге согласия Сигизмунда-Августа на брак сестры; наконец оно было дано, и 4 октября состоялась свадьба. Во время войны с Эрихом XIV Иоанн попался в плен и был заключен в Грипсгольмском замке вместе с женой, которая не пожелала разлучиться с мужем и мужественно переносила нужду и лишения. Между тем царь московский потребовал от Эриха, с которым у него несколько лет уже продолжалось перемирие, чтобы ему была выдана Е., и Эрих чуть было не исполнил этого требования. Когда шведы низвергли Эриха и возвели на престол Иоанна, Е., как ревностная католичка, постоянно находилась в сношениях с главнейшими представителями римской церкви в Польше. Мартин Кромер писал ей, чтобы она постаралась об обращении своего мужа в католицизм и о восстановлении этой религии в Швеции. Вполне сочувствуя этому плану, Е. должна была, однако, ответить, что осуществление его могло бы повести к большим замешательствам в государстве. Сына своего Сигизмунда, будущего короля польского, она воспитала в преданности и покорности католической церкви.

Ср. " Historya prawdziwa о przygodzie żalosnej książęcia. Finlandzkiego Jana č królewny Katarzyny" ("Biblijoteka pisarzow polskich", Краков, 1892); Соловьев, " История России с древнейших времен " (т. 6); Theiner, "La Suède et le Saint-Siège sous les rois Jean III, Sigismond III et Charles IX" (П., 1842).

Н. Любович.

Екатеринбург

Статья большая, находится на отдельной странице.

Екатеринбургская епархия

— учреждена в 1885 г.; образована из бывшего викариатства пермской епархии, в составе всех уездов пермской епархии, расположенных за Уральскими горами. Архиерей именуется екатеринбургским и ирбитским. Православного населения в епархии (в 1901 г.) 1312469; церквей, имеющих причт, 417; монастырей 8, в том числе 3 мужских и 5 женск. Церковных школ 385, учащихся в них 16057 (мальчиков 11000). Библиотек при церквах 336; церковно-приходских попечительств 256. Раскольников и сектантов свыше 56000; инородцев нехристиан (магометане) — до 70000. Екатеринбургское дух. училище, Камышловское духовн. училище, Епархиальное женское училище.

См. "Приходы и церкви Е. епархии" (Екатеринбург, 1902).

Екатеринбургская Неделя

— газета политическая и литературная, выходит в Екатеринбурге еженедельно с 1879 г. Издатель-редактор А. М. Симанов, редактор П. Н. Галин.

Екатеринбургская Неделя (дополнение к статье)

— газета политическая и литературная, переименована в "Урал".

Предыдущая страница Следующая страница