Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Е" (часть 2, Евр - Евф)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Е" (часть 2, Евр - Евф)

Предыдущая страница Следующая страница

Евреи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евреи (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евреи (послание к ним апостола Павла)

— За принадлежность послания апостолу Павлу, обыкновенно отрицаемую западной критикой, говорят древние свидетельства восточной церкви (Климент Александрийский, Ориген, Евсевий). Ариане, по своим догматическим убеждениям, считали его подложным и исключали из числа апостольских писаний. Тертуллиан называет автором послания Варнаву; римский пресвитер Кай насчитывает только 13 посланий Павла и послание к Е. признает произведением маркионитов; Киприан говорит, что Павел писал только к 7 церквам и таким образом исключает послание к Е. из числа Павловых. Только на соборе иппонийском (393) и карфагенском (397) это послание было присоединено к 13 прочим посланиям апостола Павла, на основании свидетельств восточной церкви. Послание написано в Риме, около 63—64 гг., и предназначено для иудео-христиан Палестины. Основной темой послания является, с одной стороны, раскрытие превосходства Нового Завета пред ветхозаветным откровением, с другой — увещание быть твердыми в вере, не отпадать от Бога живого, терпеливо ожидать исполнения христианского упования и жить той верой, которой спаслись ветхозаветные праведники. После изложения учения о превосходстве Христа пред ангелами следует нравственное увещание, прерываемое теоретическими рассуждениями; наконец, раскрывается учение о первосвященстве Христа. Святоотеческие изъяснения послания принадлежат св. Иоанну Златоусту, блаж. Феодориту, св. Кириллу Александрийскому, блаж. Феофилакту Болгарскому, Икумению, Евфимию Зигабену.

Русская литература. Епископ Феофан, "О послании св. апост. Павла к Е." (М., 1896); проф. М. Д. Муретов, "К толкованию текста: творяй ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный" ("Богословский Вестник", 1902, октябрь); епископ Никанор, "Общедоступное объяснение послания св. апост. Павла к Е." (СПб., 1902); H. Братолюбов, "Толкование послания св. апостола Павла к Евреям" (Самара, 1896); статья проф. Д. Богдашевского в "Православ.-Богословской Энциклопедии" (т. V, СПб., 1904).

Евреинов, Алексей Алексеевич

(1858—1901) — писатель. Окончил курс в СПб. технологическом институте. Напечатал много стихотворений в "Вестнике Европы", "Живописном Обозрении", "Дне" и "Севере", два рассказа в "Русских Ведомоcтях" 1885 г., рассказ "Файзула" в "Рус. Богатстве" 1898 г. и др.

Евреинов, Григорий Александрович

— государственный деятель и писатель, род. в 1839 г. Окончил курс в Училище правоведения в 1860 г. Был одним из первых товарищей прокурора СПб. окружного суда, позже — прокурором Одесской суд. палаты и обер-прокурором первого д-та Прав. Сената, в 1889—1892 гг. — товарищем м-ра путей сообщения. С 1892 г. состоит сенатором. Как во втором, так и в первом департаменте, а в последнее время — в первом общем собрании Сената всегда охранял законность и истинные интересы крестьянского населения. Много лет кряду председательствовал в админ. отделения СПб. юридич. общества, а в 1904 г. избран председателем этого общества. Написал: "Заметки о местной реформе" (1888); "Прошедшее и настоящее значение русского дворянства" (1898); "Крестьянский вопрос в его современной постановке" (СПб., 1904); "Самобытность или отсталость" (СПб., 1905); "Бюрократия и народное представительство" ("Право", 1905, № 27); "Реформа высших государственных учреждений России и народное представительство" (СПб., 1905, 2 изд.). Из последней книги видно, что еще в начале 80-х годов, в бытность свою обер-прокурором, Е. представил министру юстиции записку о необходимости призыва общества к участию в законодательной деятельности.

Евреинова

(Анна Михайловна) — первая из русских женщин, получившая ученую степень доктора прав. Родилась в 1844 г. в Петербурге; воспитывалась в доме отца, инженер-генерал-лейтенанта В 1867 г. Е. стала заниматься изучением права в германских университетах; диплом доктора прав получила в Лейпциге. Несколько лет посвятила исследованию обычного права южных славян и юридических памятников, хранящихся в славянских католических монастырях о-вов Адриатического побережья. Несколько раз выступала с докладами в московском и петербургском юридическ. обществах. В 1885 г. Е. стала издавать журнал "Северный Вестник", который в течение пяти лет выходил под ее редакцией. Важнейшие ее исследования: "Реферат по южно-славянскому праву" ("Юр. В.", 1878 г. № 5); "О задружном начале" (т. же, 1878 г. № 8); "По поводу вопроса о праве приобретения земель сельскими обществами в общественную собственность" (Москва 1880 г.; напечатано также и в "Юрид. В." за 1881 г. № 1); "Об обычном праве русского народа и о значении особой комиссии, образованной при московском юридическом обществе" ("Юрид. В.", 1880 г., № 1); "Письма, как предмет собственности" ("Юр. В.", 1879 г., № 5); "О значении и пределах обычного права при разработке отдельных институтов гражданск. уложения" (СПб., 1883); "Об уравнении права женщины при наследовании" ("Журн. Гр. и Угол. Пр.", 1884, кн. 3 и 7).

Евреиновит

— минерал, финляндская разность везувиана; серо-голубого или светло-голубого цвета, так же бесцветн., редк. мал. непрозрачн. кристаллы; уд. в. 3,386; содержит магнезию. В известняков. ломках Frugard, Kirchspiel M äntsälä, Финляндия.

Евреиновы

— русские дворянские роды. Первый из них происходит от выходца из Польши Матвея Григорьевича Е., бывшего в начале XVIII века первостатейным купцом в Москве и Петербурге. Его сын, Яков Матвеевич († в 1772 г.), был при Петре Великом консулом в Кадиксе, при Елизавете Петровне — дипломатическим агентом в Голландии и с 1753 г. президентом коммерц-коллегии. Из его потомков Александр Григорьевич († в 1885 г.) был обер-прокурором и сенатором, а сын последнего, Григорий Александрович — обер-прокурором 1-го департамента сената и товарищем министра путей сообщения; ныне сенатор. Этот род внесен в VI часть родословной книги губерний Московской, Курской, Новгородской и Витебской (Гербовник IX, 131). Другие роды Е., числом 27, новейшего происхождения.

B. P.

Еврейская Библиотека

— историко-литературный сборник, издававшийся А. Е. Ландау в СПб. с 1871 до 1880 г., когда она была преобразована в журнал "Восход". "Е. Б." была посвящена изучению истории и современного положения евреев; выходила в неопределенные сроки; всего вышло 8 томов.

Еврейская Жизнь

— ежемесячный журнал, переименованный из "Еврейской Семейной Библиотеки", издается в СПб. с 1904. С 1905 г. при журнале выходит еженедельно "Хроника еврейской жизни". Изд. А. Ф. Вилькорейский.

Еврейская литература

Статья большая, находится на отдельной странице.

Еврейская музыка

— Еще в древности музыка у евреев была тесно связана с богослужением. Наиболее цветущего состояния она достигла при царях Давиде и Соломоне. Давид сам сочинял псалмы и пел их, сопровождая звуками арфы. Он установил храмовую музыку, исполнителями которой были левиты. Хор поющих в храме состоял из 150 и более человек. На войне левиты предшествовали войскам с пением и трубными звуками. С падением Иудейского царства начинается упадок Е. музыки; чужестранное влияние все более изменяло ее характер. Характер старинного еврейского пения — чисто восточный, преимущественно минорный; оно изобилует колоратурой. Напевы псалмов сохранились отчасти в старинных напевах (cantus firmus) католической церкви, отчасти в храмовом еврейском пении. Объем еврейской мелодии — секста, реже октава. Гамм две: наша гармоническая минорная, но начинающаяся и кончающаяся не тоникой, а четвертой или пятой ступенями, и мажорная, которая строится как диатоническая гамма фа, но без бемоля на си и с бемолем на ми. В XVII в. евреи на западе Европы начали вводить в свою музыку европейскую гармонизацию. В настоящее время храмовая музыка евреев подпала под сильное влияние оперной. Многие еврейские мелодии можно встретить в произведениях Мейербера, Рубинштейна и проч. Еврейская нация по справедливости считается музыкальной: из ее среды вышли Мейербер, Мендельсон, Галеви и многие др. Нотация древнееврейского пения состоит из 25 знаков, из которых каждый обозначает не один звук, а группу звуков. Знак царка: Еврейская музыка, обозначающий группетто, перешел в европейскую музыку. Древние струнные инструменты евреев: арфа Давида, кинор (род треугольной арфы), небель (род лиры), небель-азор (квадратной формы, с 10 струнами), псалтирюн или тимпанон (цимбалы); духовые: шофар — роговая гнутая труба, прямая металлическая труба, халиль (флейта); ударные: кимвалы (небольшие металлические тарелки), тимпаны (род литавр).

Н. Соловьев.

Еврейская музыка (дополнение к статье)

— см. "Восход" 1904 г. (ежемесячные приложения, октябрь, ноябрь, декабрь), "Еврейская музыка" Ник. Д. Вернштейна.

Еврейская Семейная Библиотека

— ежемесячный литературный журнал, издавался в СПб. в 1903 г. Издатели Ш. Ф. Буссель и М. Д. Рывкин, ред. М. Д. Рывкин. С 1904 г. переименован в "Еврейскую Жизнь".

Еврейская Школа

— ежемесячный журнал, издается в СПб. с 1904 г. Ред. М. Н. Крейнин, редактор-издатель И. Я. Лурье.

Еврейские записки

— ежемесячное историко-литературное издание, издавалось в Риге в 1881 г.; выходило один год. Редактор-издатель А. Пумпянский.

Еврейские земледельческие колонии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Еврейские монеты

— Древнейшие известные Е. монеты чеканены Иоанном Гирканом I (135-106). Они (равно как и монеты преемников его) бронзовые, предназначались исключительно для местного обращения. Форма их чрезвычайно разнообразна, изображения: венок, рог изобилия, цветок, якорь, пальма, звезда. Надписи на первых монетах чисто Е.: "X... первосвященник и община евреев"; изредка встречается: "глава общины". Монеты, до последнего времени приписывавшиеся Симону Маккавею, на самом деле принадлежат лжемессии Бар-Кохбе, современнику Адриана. На позднейших монетах надписи двуязычные — Е. и греческие. Последние состоят из произвольно выбранного имени и титула "царь". На монетах Антигона (40-37) означается и год царствования.

При Ироде типы монеты остались те же, с добавлением треножника и шлема, но надписи — исключительно греческие. Агриппа I чеканил, кроме монет с Е. символами, монеты и с чисто языческими изображениями. С этого времени в обращении находилась в Иудее римская золотая и серебряная монета, главным образом последняя — денарий. Прокураторы выпускали и мелкую разменную монету из бронзы. От времен иудейской войны сохранились серебряные и бронзовые монеты (последняя — осадная, выпущенная с принудительным курсом на серебро). Серебряные монеты — сиклы (весом в 14 грамм) и полусиклы (7 грамм). Изображения состоят из чаши на лицевой стороне и лилии с тремя цветами — на оборотной. Надписи древнееврейские (самаритянским шрифтом), на одной стороне "израильский сикл или полусикл", на другой — "священный Иерусалим" и буква, означающая год. На осадных сиклах встречаются еще три эмблемы: фиговые лист и отрог и райское яблоко. Подавив восстание, римляне заняли Палестину десятым легионом, на сохранившихся монетах которого изображается обыкновенно Иудея в виде пленницы, стоящей или сидящей около пальмы. Монеты времен восстания Бар-Кохбы состоят из денариев и сиклей, перечеканенных (правильнее надчеканенных) на римских денариях и на тетрадрахмах Антиоха. Монеты первого года выпущены с именем Элеазара ("Элеазар священник") и изображением вазы и пальмы на одной стороне, "первый год от освобождения Израиля" и кисти ягод — на другой. Монеты второго года имеют имя "Симона", разной транскрипции, и венок или лозу на лицевой стороне и подпись "второй год свободы Израиля" или "свобода Иерусалима". Существуют и бронзовые монеты этого же времени, предназначавшиеся для платы войскам. Монеты Бар-Кохбы — последние Е. монеты.

См. Madden, "Coins of Jews " (Лондон, 1881), где собрана библиография предмета и ст. Рейнаха "Е. монеты" в "Восходе" (1893 г., кн. X, XI и XII). Изображение Е. монет см. в таблице к ст. Сирийские монеты.

П. фон Винклер.

Еврейский камень

— см. Гранит.

Еврейский язык

— Е. язык принадлежит к средней группе семитических языков и занимает среднее место между арабскими и арамейскими, т. е. северными семитическими наречиями. Е. язык, как теперь положительно доказано, почти тождествен со старым языком соплеменных евреям моавитян и, вероятно, также близко родственных им аммонитян и идумеян, язык которых известен лишь по именам собственным. От языка финикиян, на котором сохранились более или менее длинные надписи на памятниках, а также тексты у римского комика Плавта, Е. язык разнствует лишь диалектически. Лексикографически и грамматически Е. язык стоит весьма близко к арабскому и к арамейским наречиям; в нем есть, однако, несколько корней, чуждых этим языкам, но встречающихся в языках ассирийском, гимъяритском (южно-арабском) и эфиопском. Если судить по форме и образованию корней, то Е. язык столь же древен, как и древнеарабский, и древнее арамейского, в котором появляются уже разложение корней и новые образования из сложных слов, чего в Е. и арабском нет. В грамматическом отношении, напротив, Е. язык гораздо моложе древнеарабского, находясь почти на той же ступени развития, как простонародно-арабский язык, в котором многие старые грамматические формы утрачены, а окончания падежей сохранились лишь в наречиях. В древние времена, приблизительно до вавилонского пленения, еврейский язык стоял гораздо ближе к древнеарабскому и был богаче грамматическими формами, чем он представляется нам в текстах Ветхого Завета. Многочисленные следы древних форм языка сохранились не только во многих личных именах и названиях местностей, но весьма часто и в самом тексте, окончания же падежей (формы склонения) уцелели во многих наречиях и даже в именах существительных. Эти архаические формы языка были часто ошибочно понимаемы, неверно толкуемы и совершенно напрасно исправляемы массоретами. Древние грамматические окончания, выражавшиеся гласными, исчезли, так сказать, сами собой, так как они часто вовсе не были изображаемы графически; вышедшие же из употребления окончания, которые прежде выражались согласной буквой, просто вычеркивались из текстов. В дошедших до нас текстах Ветхого Завета мы, поэтому, не имеем ни орфографически, ни грамматически верной картины древнееврейского языка, в том виде, как на нем говорили во времена пророка Исаии или хотя бы перед самым вавилонским пленением. Один из главных недостатков большей части грамматиков заключается в том, что они совсем не догадывались или, по меньшей мере, не имели ясного понятия об истории развития Е. языка; сохранившиеся во многих местах архаические его формы остались для них непонятными. Основательное понимание Е. языка возможно только для лиц, обладающих филологическим образованием и изучивших наиболее родственные еврейскому языки, т. е. арабский язык и арамейские наречия.

Когда именно Е. язык перестал быть живым народным языком, с точностью неизвестно. В книге Неемии (V столетие), как и в книге Паралипоменон (IV столетие), уже заметен упадок языка; еще явственнее видно это в книге Даниила и Екклесиаста. Во время земной жизни И. Христа народным языком в Палестине был не Е., а арамейский. Литературно Е. язык продолжает жить по настоящий день (см. Еврейская литература). К числу лучших еврейских грамматик принадлежат: по-арабски написанная грамматика рабби Ионы Абул-Валид ибн-Джанах — " Kitab el-Luma ", переведенная на еврейский язык под заглавием "Сефер га-Рикма" (Франкфурт-на-Майне, 1856 г.), краткие грамматики Авраама ибн-Езры: "Цахот", "Меознаим", "Сафа Берура"; Давида Кимхи — "Маслол"; Исаака Дурана — "Маасе Ефод", Авраама де Балмаса — "Микне Авраам" (Венеция, 1522), с латинским переводом; Елии Левита — различные краткие грамматики; Самуила Аркевольти — "Аругат га-Босем" (Венеция, 1602), и некоторые другие. На европейских языках можно рекомендовать: Гезениуса — " Lehrgebäude "; его же — краткая грамматика, обработанная Kautzsch 'eм (есть русский перевод Коссовича); Эвальда — " Lehrbuch "; Ольсгаузена — " Lehrbuch " (1861; особенно важно для истории развития языка); С. Д. Луццато — "Grammatica delle lingua ebraica" (Падуа, 1853-1863; осталась неоконченной); Б. Штаде — " Lehrbuch " (1879); Негельсбах — "Hebräische Grammatik " (1878); О. Н. Штейнберг — "Полный курс еврейской грамматики" (1871). Словари: Рабби Ионы ибн-Джанаха, " Kitab el-Ussul " (еврейско-арабский); Давида Кимхи, "Сефер га-Шерашим"; Гезениуса, " Thesaurus philologicus criticus linguae hebr. et chald. veteris Test. " (Лейпциг, 1835-1858); его же, " Handwörterbuch " (Лейпциг, 1890); Ю. Фюрста, " Handwörterbuch "; Зигфрида и Штаде, " Hebr. Handwörterbuch " (Лейпциг, 1893); Штейнберга, "Еврейский и халдейский этимологический словарь" (Вильно, 1878).

Д. Хвольсон.

Еврейско-немецкий диалект

Статья большая, находится на отдельной странице.

Еврейское искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Еврейское Обозрение

— журнал ежемесячный, учено-литературный; выходил в СПб. в 1884 г.; издатель Г. М. Рабинович, редактор Л. Кантор. Вышло всего семь номеров. В приложении переводилась "История евреев" профессора Греца.

Еврибиад

(Eurybiades) — см. Фемистокл.

Евридика

(Εύρυδίκη) — 1) одна из Дриад, жена мифического фракийского певца Орфея. Когда Е. умерла, ужаленная змеей, Орфей сошел в Ад и своим пением так тронул Персефону, что она разрешила ему снова увести Е. на землю, с тем, однако, условием, чтобы он не оглядывался, пока они будут идти. Орфей оглянулся, и Е. осталась в царстве теней. Сцена эта изображена на нескольких античных рельефах.

2) Жена македонского царя Филиппа Арридея; в противоположность своему слабоумному мужу, отличалась большим умом и энергией. Она была во вражде с Олимпиадой, матерью Александра Великого, и покровительствовала сыну Антипатра, Кассандру. В 317 г. Филипп и Е. попались в руки Олимпиады. Филиппа она приказала умертвить, а Е. долго держала в темнице, надеясь сломить ее гордость. Когда она этого не достигла, то предложила Е. самой выбрать род смерти. Е. покончила с собой через повешение.

Еврика

(нашел!) — восклицание, приписываемое Архимеду (см.) по случаю открытия им гидростатического закона (см. Архимедов закон) и сделавшееся общеупотребительным для выражения радости после разрешения трудной задачи.

Евримедонт, афинский полководец

(Εύρυμέδων) — афинский полководец во время пелопоннесской войны. В 426 г. вместе с Иппоником выиграл сражение при Танагре. В 425 г. был отправлен с Софоклом в Сицилию; на пути зашел в Коркиру и деятельно поддерживал демократов против аристократов. По прибытии в Сицилию вожди вскоре заключили мир с сицилийцами. Афиняне, надеявшиеся покорить Сицилию и недовольные заключением мира, приговорили Е. к штрафу, а двух других вождей изгнали. В 414 г. Е. снова послан в Сицилию, где и пал в битве (413).

Евримедонт, река Малой Азии

(Εύρυμέδων), ныне Кёпрюсу. — Судоходная река Малой Азии, протекающая по Писидии и Памфилии. Е. берет начало в горах к северу от города Сельге и впадает в море 60-ю стадиями ниже стоящего на нем города Аспенда. Замечателен в истории двойной победой Кимона над флотом и сухопутной армией персов (466 до Р. Х.).

Евринома

(Εύρυνόμη) — дочь Океана, принявшая на дне морском Гефеста, брошенного Герой с Олимпа. По Гесиоду, Е. была матерью харит, от Зевса. В позднейшем теогоническом эпосе (у Аполлония Родосского) она фигурировала, вместе с Офионом, как обладательница Олимпа до Кроноса. В Аркадии было святилище Е., тождественной здесь, по-видимому, с Артемидой. Изображалась в виде полуженщины, полурыбы.

Еврипид

Статья большая, находится на отдельной странице.

Еврипил

(Εύρύπυλος) — 1) сын Посейдона, мифический царь острова Кос, убитый Гераклом во время возвращения последнего из-под Трои.

2) сын Телефа и Астиохи, сестры Приама, царствовавший в Мизии; один из самых верных союзников троянцев; убит Неоптолемом во время взятия Трои.

Еврисфей

(Εύρυσθεύς) — внук Персея, двоюродный дядя Геракла, царь в Арголиде. Состоя на службе у Е., Геракл (см. соотв. статью) совершает для него ряд подвигов. После смерти Геракла Е. преследует его потомков, Гераклидов. Когда последние находят себе приют в Аттике у Тезея, Е. идет на Аттику войной, но побежден и убит во время бегства. У Еврипида была сатирическая драма "Еврисфей", от которой сохранились лишь незначительные отрывки.

Еврисфен

(Εύρυσθένης) — сын Гераклида Аристодема, одного из предводителей дорийцев во время их переселения на Пелопоннес. По Геродоту (VI, 52), спартанцы полагали, что Лаконика досталась Аристодему, тогда как поэты, а за ними и поздние историки говорят, что Аристодема уже не было в живых в эпоху разделения Пелопоннеса, и Лаконика досталось двум его сыновьям, близнецам Е. и Проклу; первый был родоначальником старшей спартанской династии — Агиадов. Существует, однако, мнение, что династия эта производила себя не от позднего придуманного эпонима Е., а от Еврисфея, и что она была, таким образом, туземной, в противоположность младшей — дорийской.

Еврит

(Εϋρυτος) — мифический царь баснословного города Ойхалии, который отождествлялся в историческое время с разными местечками Греции. Е. соперничал с Аполлоном в искусстве стрельбы из лука, но был убит этим богом. По другим сказаниям, у Е. была дочь Тола, играющая роль в сказаниях о Геракле (см.). Поход Геракла на Е. был сюжетом эпической поэмы (Οίχαλίας άλωσις), приписываемой Гомеру.

Еврих

— король вестготский (см. Вестготы).

Европа, в греческой мифологии

(Εύρώπη) — по Гомеру ("Илиада", XIV, 321), дочь Финика, по обыкновенной редакции мифа — дочь финикийского царя Агенора, сестра Кадма. Зевс явился Е., игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и, похитив ее, увез на остров Крит, где сочетался с нею, приняв вид прекрасного юноши. От этого союза родились Минос, Радаманф и (по позднейшему сказанию) Сарпедон. Впоследствии Е. вышла замуж за Астериона, царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Е. от Зевса. Миф о Е., несомненно, носит след восточного зооморфизма, подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и Минотавре. Кроме Крита, Е. почиталась в Фивах как туземное божество. Геродот рационализирует сказание об Е. и считает ее финикийской царской дочерью, похищенной критскими купцами.

Европа, остров у берегов Африки

— небольшой необитаемый остров между континентом Африки и островом Мадагаскаром в Мозамбикском прол., посещается только рыбаками; принадлежит к французским колониям.

Европа, часть света

Статья большая, находится на отдельной странице.

Европа, часть света (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Европеец

— журнал наук и словесности, издавался в 1832 г. в Москве И. В. Киреевским. Вышло всего два номера; на третьем журнал был запрещен. Е. был встречен в литературном мире радостными надеждами; на его приглашение откликнулись Жуковский, Баратынский, Языков, Хомяков, А. И. Тургенев. Главные статьи принадлежали издателю, и одна из них, "Девятнадцатый век", послужила поводом к запрещению. "Хотя сочинитель и говорит, — сказано было в запретительной бумаге, — что он говорит не о политике, а о литературе, но разумеет совсем иное: под словом просвещение он разумеет свободу, деятельность разума у него означает революцию, а искусно отысканная середина — не что иное, как конституция". Киреевский был признан человеком неблагомыслящим и неблагонадежным, а цензор журнала, С. Т. Аксаков, подвергнут взысканию и вскоре уволен от должности.

Европейская Библиотека

— журнал иностранных романов и повестей, выходивший в Москве в 1881 г. еженедельно книжками; всего вышло 50 книг; редактор-издатель Н. Л. Пушкарев.

Европейская Россия

— см. Россия.

Европейская Турция

— см. Турция.

Европейский Музей

или извлечение из иностранных журналов — издавался в СПб. в 1810 г. Ф. Шредером и Н. И. Гречем; вышло 32 №№. Этот журнал служил заменой "Гения Времен".

Европейский Театр

— журнал театрально-литературный, приложение к газете "Дневник Театрала".

Европий

— элемент из группы редких, химический знак Eu, приблизительный атомный вес — 151. Первые указания на существование этого элемента сделаны Круксом и Лекок де Буабодраном. Соли его получены Демарсэ из соединений самария, открытого Лекок де Буабодраном в 1879 г., кристаллизацией азотнокислых солей из крепкой азотной кислоты и из двойных солей 2R(NO 3)3.2Mg(NO З)2.24H2 O. Хлористый Е. дает характерный спектр искры.

П. П. Р.

Еврот

(Εύρώτας) — ныне Ири или Нири, значительнейшая река Лаконики. Берет начало в юго-восточной части Аркадии, затем протекает по узкой долине, длиной около 30 км, пока не принимает значительнейшего из своих притоков, Ойнунта. Вскоре после этого Тайгет отступает на запад, и Е. входить в долину Спарты, в которой принимает несколько притоков справа. Здесь Е. и его притоки обусловливают роскошную южную растительность, подобную которой мало где можно встретить в Греции. Далее он протекает по довольно узкой долине, между отрогами Тайгета и Пардона (в древности Авлон) и наконец вступает в болотистую прибрежную низменность, где и впадает в Лаконский залив, между древними городами Гелосом и Гифионом.

Евсевий из Никомидии

— патриарх константинопольский, воспитатель императора Юлиана, с которым был в родстве; сначала епископ Бейрута, потом Никомидии. На Никейском соборе он выступил защитником друга своей юности Ария, а позже с Евсевием Памфилием кесарийским был главой примирительной партии, члены которой, по имени обоих, получили название евсевиан. Изгнанный в Галлию при Константине, он был вскоре возвращен и, по приказу императора Констанция, руководил собором (341), на котором так называемое полуарианство было установлено на Востоке. Е. крестил Константина незадолго до его смерти. † в 342 г.

Из числа учителей церкви имя Е. носили еще следующие: Е., епископ Лаодикеи в Сирии, уроженец Александрии, где, будучи диаконом, отличился во время гонений и самоотверженной деятельностью во время чумы († в 269 г.). Е., епископ Самосатский (на Евфрате), † в 379 г., один из ревностнейших борцов за никейское учение против полуарианства. Е., епископ Верчелли, † в 371 г., стойкий защитник никейского учения; при императоре Констанции (355) был сослан в Скитополис. От него сохранилось несколько писем. Е., архиепископ Фессалоникский (601), ученый противник монофизитов.

Евсевий Памфил

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евсевий Эмесский

— греческий учитель церкви IV в.; род. в Эдессе; был учеником Е. Памфила и другом Е. из Никомидии; толкователь Св. Писания в духе антиохийской школы, враг церковных споров. В 341 г. Антиохийский собор предложил ему патриарший престол в Александрии, от которого он отказался и занял епископскую кафедру в незначительной Эмесе, где, вследствие математических и астрономических его познаний, народ считал его колдуном. Умер в Антиохии в 360 г. От его многочисленных экзегетических, догматических и полемических произведений остались только отрывки. От Е. Эмесского следует отличать мнимого Е. Александрийского, которому приписывают 21 гомилию, на самом деле относящиеся к V или VI в.

См. Thilo, "Ueber die Schriften des E. von Alexandria und des E. von Emesa" (Галле, 1832).

Евсевий, духовный писатель

(Евфимий Поликарпович Орлинский, 1808-1883) — духовный писатель; окончил курс в московской духовной академии; приняв монашество, был ректором московской, потом петербургской духовной академии, затем епископом самарским, архиепископом иркутским и могилевским, членом св. Синода. Главные труды его: "Утешение в скорби и болезни" (4 изд., 1879); "Размышления на молитву Господню" (3 изд., 1871); "Беседы на воскресные и праздничные Евангелия" (3 изд., 1876); "Наставление священникам, служащим между язычниками и новообращенными к православной вере" (1860); "Беседы о христианской свободе к получившим свободу от крепостной зависимости" (2 изд., 1864); "О православной вере" (3 изд., 1877); "Проповеди на все воскресные и праздничные дни" (1870); "Беседы на св. Евангелие от воскрешения Лазаря до сошествия Св. Духа" (2 изд., 1880).

Ср. И. Каргопольцев, "Е., архиепископ могилевский" (Могилев, 1883).

Евсевий, римский папа

— папа с апреля по август 309 г.; был возведен на папский престол партией, которая дала обет исполнять строжайшие правила покаяния; следствием этого избрания были кровавые столкновения с партией противника Е., епископа Гераклия. Чтобы водворить мир, император Максенций изгнал из Рима обоих противников. Е. умер, по-видимому, в том же году, на Сицилии.

Евсевия Флавия

(† в 360 г.) — вторая жена императора Констанция; славилась красотой, красноречием и ученостью; умерла бездетной. Е. покровительствовала Юлиану Отступнику, который, благодаря ей, получил титул цезаря и руку сестры императора, в благодарность за что написал панегирик в честь Е.

Евсеев

(Иван Евсеевич, род. в 1868 г.) — писатель, магистр богословия, инспектор Орловской духовной семинарии; окончил курс в Петербургской духовной академии. Главнейшие работы Е.: "Книга пророка Исайи в древнеславянском переводе" (СПб., 1897; магистерская диссертация); "Григорий пресвитер, переводчик времени болгарского царя Симеона" (СПб., 19 0 2); "Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе" (М., 1905); "Описание рукописей, хранящихся в орловских древнехранилищах" (выпуск первый, Орел, 1905).

Евсеевское

— село Иркутской губернии, Балаганского округа, в 40 верстах от окружного города, на правом берегу реки Ангары. Жителей 647. Училище министерства народного просвещения (учащихся 33 мальчика и 11 девочек). Питейных заведений 5, лавок 3, мельниц 2, кузниц 8.

Евсеенко

(Сергей Степанович) — ветеринарный врач и публицист. Род. в 1850 г., окончил курс Медико-хирургической академии по ветеринарному отделению. В качестве военного ветеринара участвовал в Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. Защитил диссертацию на степень магистра ветеринарных наук, под заглавием "Огнестрельные раны костей" ("Архив Ветер. Наук", 1885, № 1). Состоит окружным военно-ветеринарным инспектором Варшавского военного округа, председателем общества варшавских военных ветеринарных врачей, коего был основателем, и редактирует издаваемый этим обществом "Ветеринарный Сборник". Кроме диссертации Е. напечатал: "Познание лошади" (руководство для артиллерийских и кавалерийских команд, М., 1880), "Роль эпизоотологии проф. Раевского в ветеринарной литературе" (критический очерк, СПб., 1881), "Чума с точки зрения теории самовозникновения" (СПб, 1 881), "Ветеринарная медицина и ветеринарные врачи" (исторический очерк, М., 1882), "Естественная выработка иммунитета в природе" (М., 1885), "Курс полевой военно-ветеринарной хирургии" (М., 1890), "Бездымный порох и огнестрельные раны будущих войн" (Варшава, 1895) и ряд статей в "Архиве Ветеринарных наук" (с 1875), "Ветеринарном Вестнике" (с 1883), "Фармацевте" (с 1893), "Ветеринарном Деле" (с 1887), "Вестнике Общественной Ветеринарии" (с 1891) и др.

Евси

— одно из древних палестинских племен, неоднократно упоминаемое в Библии вместе с другими ханаанскими народцами, у которых евреи по выходе из Египта должны были отвоевать землю обетованную (Исх. III, 8, 17; ХХIII, 23 и др.). Свое происхождение они вели от Евея, шестого из сыновей Ханаана, сына Хамова. По завоевании Палестины они подчинились евреям и определены были на разные рабочие и служебные должности, хотя местами, именно на Сев., некоторые их города сохраняли свою самостоятельность до периода царей. При Соломоне и они потеряли свою независимость и сошли с политической сцены.

А. Л.

Евские

— русский дворянский род. Предок их, Филипп Е., выехал, по сказаниям древних родословцев, в 1451 г. из Швеции в Россию. Истома Е. был при Грозном думным дворянином. Семен Е. в 1654 г. был посланником в Швеции. Род Е. пресекся в начале XVIII в. Ныне существующий род Е. есть побочная ветвь рода князей Одоевских.

Евстафий д'Агрен

— французский рыцарь, принимал участие в 1-ом крестовом походе и за отличие при взятии Кесарии в 1102 г. получил в лен этот город. При Балдуине II Е. был коннетаблем, а потом регентом Иерусалимского королевства, когда Балдуин был захвачен в плен алеппским султаном Балаком.

Евстафий и Евстафиане

— Е., абиссинский монах XIV века, подвизавшийся в Тигрэ, составил многочисленную конгрегацию крайнего монофизитского направления и выступил реформатором церковного благочиния. Стремясь вернуть одичавшее общество к христианской жизни и церковь к первоначальной чистоте, он положил в основу своей деятельности Св. Писание в абиссинском значении слова, т. е. с апокрифами и книгой Синодос = Кормчей. Опираясь на псевдоапостольские постановления, он признавал равноправность Ветхого и Нового Заветов и необходимость чтить субботу; запрещал своим последователям брать подаяния от царей и сильных мира. Жития его повествуют, что он понес это учение к александрийскому патриарху, а затем через Иерусалим и Кипр в Армению, куда прибыл чудесно, идя по морю на своей мантии, и где умер, убедясь, что у армян та же вера, что и у его последователей. Последние сильно размножились; центрами их сделались монастыри Дабра-Марьям и Дабра-Бизан (теперь в Итальянской Эритрее); вскоре из Тигрэ они проникли в Энфраз и Годжам. К официальной церкви, не чтившей субботу, они относились отрицательно и, не принимая от нее священства, даже временно впадали в беспоповство; церковь преследовала их (особенно при царе Давиде и ученике Е., Филиппе Бизанском). Только со времен Зара-Якоба, державшегося их мнений, наступило примирение. Затем начинается рост их влияния, как крайней монофизитской партии; особенно они сильны были при фанатичном Иоанне IV.

См. Тураев, "Жития абиссинских подвижников" (СПб., 1902) и "Исследования в области агиологич. источн. истории Эфиопии" (СПб., 1902); Болотов, "Несколько страниц из церковной история Эфиопии" ("Христ. Чтение", 1888); Rossini, "II Gadla Filpos" (Рим, 1903); "Gadla Margorewos" (П., 1904).

Евстафий Кисель

— волынский дворянин. Около 1614 г., когда в местечке Киселине (ныне Владимиро-волынского уезда Волынской губернии) основано было владельцем этого местечка Чапличем высшее социнианское училище, Е. был его первым ректором. В литературе он известен своими стихотворениями на греческом языке (стихотворение на смерть Потоцкого издано в 1628 г.), переводом на греческий язык книги Фомы Кемпийского "О подражании Христу", изд. во Франкфурте-на-Одере в 1626 г., и в особенности полемическим сочинением "Антапология", направленным против "Апологии" Мелетия Смотрицкого и вызванным нападками Смотрицкого на православных, за их сочувствие, будто бы, учению протестантов и других еретиков. "Антапология" издана в 1632 г., под псевдонимом Геласия Диплица, и посвящена Петру Могиле.

Евстафий Макремболит

— знатный византиец, написавший в IX в. после Р. X. длинный и скучный роман о любви Гисминия и Гисмины. Роман этот изд. Тейхер (Лейпциг, 1792), Ле-Ба (в " Scriptores erotici ", 1855), Герхер (" Scriptores erotici ", 1859), а вместе с приписываемым Е. собранием загадок — Гильберг (Вена, 1876).

Евстафий Солунский

— писатель и церковный оратор; умер между 1192 и 1195 гг. В эпоху Мануила Комнина (1143-1180) был "секретарем по принятию прошений на императорское имя", профессором красноречия, епископом города Мир (в Ликии), наконец, с 1175 г., архиепископом Солуни (Фессалоники), где и пробыл (за исключением временного устранения от кафедры при Андронике Комнене) до своей смерти. Его "Παρεκβολαί είς τήν Όμήρου Ίλιάδα καί Όδυσσειάν" (извлечения из древних схолий к "Илиаде" и "Одиссее"), свидетельствующие о его замечательной учености, имеют большое значение для изучения Гомера, главным образом вследствие того, что Е. часто пользовался недошедшими до нас классическими источниками (лучшее изд. лейпцигское, 1825-1828). Помимо других не дошедших до нас филологических работ (найдено только введение к комментариям на Пиндара, изданное Шнейдевином, Геттинген, 1837), Е. написал много произведений церковно-ораторского и исторического характера (см. Tafel, "Eustathii metropolitae Thessalonicensis opuscula", 1832; Migne, "Patrologiae cursus completus series graeca", т. 135 и 136). Сочинения эти, важные для внутренней истории Византии, недостаточно еще изучены как исторический материал.

Ср. статью А. Говорова: "Евстафий, митрополит Солунский, писатель XII в." ("Православный Собеседник", 1883).

Евстафий, духовный писатель

(в миру Николай Романовский, 1809-1885) — духовный писатель, воспитанник московской духовной академии, настоятель монастырей в Серпухове и Москве. Написал: "Московский мужской ставропигиальный Симонов монастырь" (М., 1869) и "Разговор между учеником и катехизатором при изъяснении молитвы Господней" (7 изд., 1880).

Евстафий, епископ антиохийский

— епископ антиохийский один из знаменитейших отцов церкви IV в., исповедник в царствование Диоклетиана; род. в Памфилии, был епископом города Берии (в Сирии), откуда, вопреки церковному правилу, по желанию народа, одобренному первым вселенским собором, был за свои заслуги и достоинства перемещен на епископскую кафедру римской "столицы Востока", Антиохии. Всю жизнь был энергическим борцом против арианства. Позднейшие писатели указывают на его высокое образование и ученость не только в богословии, но "и в науках мирских, особенно в философии". Искусством проповеди, по словам историка Созомена, он приводил своих слушателей в восторг и удивление. Ариане, подкупив одну женщину, обвинили Евстафия в любодеянии, а когда доказана была ложность этого доноса, Евсевий Никомидийский донес императору Константину, будто Е. оскорбительно отзывался о его матери. Е. был сослан и умер в ссылке около 346 г. Его сочинения были посвящены, главным образом, полемике против ариан: "Восемь книг против Ария"; "О душе" (собственно о душе И. Христа); толкование на Притч. VIII, 22 и IX, 5, псалмы 15, 56, 92. Отрывки из этих сочинений сохранились у Феодорита в его "Диалогах", и в актах II вселенского собора. В полном составе дошли до нас лишь два сочинения Е.: "Об аэндорской волшебнице" и "Речь императору Константину". Издание его сочинений: Миня, " Patrol. cursus compl. ser. graeca", t. XVIII; Маи, " Collect. veter. Patrum", t. VII.

См. Н. И. Барсов, "Представители догматико-полемического типа проповеди в IV в." (Харьков, 1886).

Н. Б.

Евстафий, епископ севастийский

— епископ севастийский около 355 года; родом из Каппадокии; ревностно вводил монашество в Понте и Армении. Основанная им секта монахов-евстафиан отличалась строгим аскетизмом: они отвергали брак, мясную пищу, не причащались у женатых священников и т. д. Секта эта скоро исчезла, после того как учение ее было осуждено на Гангрийском соборе (около 365 г.). Е. умер около 380 г.

Евстафий, князь изборский

— князь изборский, неизвестного происхождения; сидел потом во Пскове. В 1322 г. немцы обложили Псков, разрушили большую часть укреплений и готовились к приступу. Евстафий, с изборянами, внезапно ударил на немецкие обозы за рекой Великой и освободил бывших там русских пленников, а подоспевший литовский князь Давид окончательно заставил немцев удалиться. В 1343 г. Е., уже с псковичами, идет на немцев, побеждает их и опустошает села вокруг Медвежьей Головы (Оденпе). В 1355 г. псковичи были в раздоре с Андреем Ольгердовичем полоцким, который делал набеги на Псковскую землю и грабил ее. Е. в том же году предпринял поход на Полоцк и опустошил его волость. Умер в 1360 г.

Полное собрание российских летописей, III, 82; IV, 57, 184, 189, 191; V, 11, 13-15, 224.

А. Э.

Евстафьев, Алексей Григорьевич

(1783-1857) — писал о России на английском языке, был русским консулом в Бостоне и Нью-Йорке. Главные сочинения Е.: "Reflections, notes and anecdotes, illustrating the character of Peter the Great" (2 изд., 1814); "The Resources of Russia in the event of a war with France" (3 изд., Лондон, 1813 и Бостон, 1813); " Demetrius, the hero of the Don " (Бостон, 1818 — эпическая поэма в 7 песнях). В Румянцевском музее хранится рукописное сочинение Е., относящееся к 1809 г.: "Рассуждение о пользе страхового постановления в России на основании, принятом народами". Ср. заметку Полторацкого в "Библиографических Записках", 1858 г., №7.

Евстафьев, Петр Васильевич

— педагог; род. в 1831 г.; с 1881 г. состоит инспектором классов в Смольном институте. Напечатал ряд распространенных учебников: "Новая русская литература, от Петра Великого до настоящего времени" (8 изд., 1889); "Древняя русская литература" (4 изд., I вып., 1884; 3 изд., II вып., 1885); "Классный сборник образцов русской народной поэзии" (2 изд., 1882); "Курс педагогики, методики и дидактики" (1879-80); "Новая русская литература в отдельных очерках замечательнейших писателей последнего периода" (СПб., 1885-88). Перевел исторические сочинения Вегнера "Эллада" (СПб., 1862) и "Рим" (СПб., 1865) и др.

Евстафьев, Петр Петрович

— русский композитор; умер молодым в 1900 г. Был учеником Н. Римского-Корсакова. Написал для оркестра "Полонез-фантазию", "Po ême mé lancolique", увертюру и др.

Евстахиева труба

— канал, сообщающий полость среднего уха (см. Позвоночные и Ухо) с глоткой. Впервые появляется у амфибий, хотя у бесхвостых и некоторых других амфибий и амфисбен между рептилиями ее нет, как нет и среднего уха вообще. Нет Е. трубы у змей. Оба эти случая представляют, вероятно, результат упрощения, Нередко отверстия обеих труб слиты в одно (безъязычные амфибии и некоторые рептилии). Морфологически Е. труба представляет часть жаберной щели, а физиологически служит для уравновешивания разницы атмосферного давления извне и в полости среднего уха.

В. М. Ш.

Евстахий

(Eustachius, до крещения Рlаcidus) — римский полководец, умерший в царствование Адриана мученической смертью, вместе с женой Татьяной и двумя сыновьями. Церковь причислила его к лику святых (память 20 сентября). По легенде, Е. принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ Спасителя, сказавшего ему: "Плацид, зачем преследуешь ты меня, желающего твоего спасения?" Охотники считают Е. своим патроном.

Евстахио

(Бартоломео Eustachio) — знаменитый итальянский врач и анатом; учился в Риме, был папским лейб-медиком и профессором медицины. Умер в 1674 г. Сочинения: " Opuscula anatomica" (1564, 1704, 1726 и др.), "Tabulae anatomicae" (изд. Lancisi, 1714; Albinus, 1744; Kraus, 1800). При изучении нормальной анатомии Е. обращал также серьезное внимание на сравнительно-анатомические исследования и на патологоанатомические изменения, встречавшиеся ему при вскрытиях. Имя Е. носят Евстахиева труба (tuba Eustachii) — соединительная труба между барабанной полостью и носоглоточным пространством, и valvula Eustachii — полулунный клапан vena cava inferior.

Ср. Choulant, "Geschichte der anatomischen Abbildung" (1852).

Евстигнеев

— автор великого множества лубочных изданий, начавший свою литературную деятельность в конце 1860-х годов; пишет в прозе и в стихах, сказки, повести, веселые рассказы, были, с одной целью — распотешить неприхотливого читателя. Образчики заглавий сочинений Е.: "Дюжина сердитых свах"; "Дочь сатаны"; "Не жениться горе, а жениться вдвое"; "Чудеса между мужчиной и женщиной"; "Царевна-преступница" и т. д. По словам издателя произведений Е. (Манухина), каждое из них (а их свыше 50) ежегодно расходится в количестве 50000 экз., причем каждая книжка оптом продается большей частью по 2 1/2-11/2 коп., но некоторые по 5, 10 и 20 коп. У коробейников, офеней, ходебщиков Е. — самый популярный писатель.

Евстрат Федосеев

(1692-1768) — сын основателя федосеевской раскольнической секты и его преемник по управлению ею. К его времени относится ряд попыток к воссоединению федосеевцев с поморянами, предпринимавшихся главным образом со стороны поморян (Андрея Денисова), но оставшихся безуспешными по упорству Е. Им написаны весьма чтимые его последователями сочинения: "Житие Феодосия Васильева" (его отца), содержащее в себе историю образования секты через отделение от поморян (в 1707 г.), изложенную с точки зрения федосеевцев; "Рассуждение о таинстве крещения и священства", с федосеевской точки зрения; "Рассуждение о титле, положенной Пилатом на кресте И. X."; 15 "посланий" к поморянину Михаилу Григорьеву и 15 же "посланий" к разным лицам, полемического содержания; правила "веры и благочестия", данные им своей общине. Все эти сочинения, встречающиеся лишь в рукописях, лишены литературных достоинств.

Н. Б.

Евстратий

— имя двух писателей греческой церкви, 1) E., пресвитер константинопольский, упоминаемый Фотием, как автор сочинения против тех, кто признает полную бездятельность души по разлучении ее с телом и отрицает действенность молитвы за умерших. Большая часть этого сочинения издана Львом Алляцием. 2) Е., митрополит никейский, написал два компилятивных сочин. против латинян (изд. Андроник Димитропуль, в "Βιβλιοθήκη Έκκλησιαστική", Лпц., 1866), принимал деятельное участио в спорах с легатом Николаем Хризологом, написал два сочинения об опресноках, опровергал армян, но во время диспута с армянами в Филиппополе допустил несколько догматических погрешностей касательно Христа, за что лишился кафедры. О своих ошибках он написал особое сочинение. Писал он также комментарии на этику и аналитику Аристотеля. Умер вскоре после 1117 г.

Евсюковы

— русские дворянские роды. Федор Третьяков сын Е. убит при взятии Казани (1552). Ломовский сын боярский Василий Прокофьевич Е. пожалован поместьями в 1595 г. Его потомки внесены в VI и III части родословной книги губерний Пензенской и Тамбовской. Другой род Е. восходит к началу XVIII в.

Евтерпа

(Εύτέρπη, т. е. увеселяющая) — муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с двумя флейтами.

Евтерпе

(Euterpe Mart. — капустная пальма) — род из семейства пальм, из группы арековых; высокие деревья с тонкими, гладкими стволами, со слабо-перистыми листьями, с блестяще-белыми цветками, собранными в кисти; плод — круглая, односменная, темно-пурпуровая ягода. Е. oleracea Mart. растет в сырых лесах Бразилии, в особенности около торгового города Пара и в нем самом; это — дерево с тонким, изогнутым стволом, высотой до 37 метров, с гребенчато-перистыми листьями. У Е. edulis Mart., растущей там же, ствол до 30 метров высоты и до 16 сантиметров толщины. Оба дерева находят на родине большое практическое применение: стволы идут на балки, стропила; молодые листья и молодые листовые почки, освобожденные от старых листовых влагалищ, употребляются в вареном виде как очень вкусные овощи (пальмовая капуста), а в сыром виде — как салат (для чего они мелко изрезываются и приправляются маслом и уксусом). Из зрелых ягод делается весьма любимый туземцами напиток, который разносится по городу Пара негритянками и индианками на голове в небольших глиняных сосудах и выкрикивается ими под именем ассаи.

С. Ростовцев.

Евтихиане

— см. Монофизиты.

Евтихид

(Ευτυχίδες) — древнегреческий ваятель и литейщик, ученик Лизиппа, работавший около 290 г. до Р. Х. Из его произведений упоминаются в истории искусства мраморная статуя Диониса, бронзовая статуя речного бога Евроты, такая же статуя победителя Тимосфена и изваяние покровительницы города Антиохии, богини Тихи, копией которого считают одну из лучших статуй Пио-Клементинского музея в Ватикане.

Евтихий, ересиарх

— ересиарх V века; см. Монофизиты.

Евтихий, патриарх александрийский

— патриарх александрийский (933—940). Род. в 876 г. Вел тяжелую борьбу с коптами-иаковитами. Некоторые из его медицинских, богословских и исторических сочинений, написанных на арабском языке, сохранились до нашего времени. Таковы книги о медицине, рассуждение о христианских постах, Пасхе и праздниках, разговор между христианином и неверным (т. е. между православным и иаковитом), историческая хроника, библейская, церковная и гражданская, обнимающая период времени от сотворения мира до 938 г. от Р. Х. В этой хронике много ценных сведений, особенно по истории Востока и в частности Александрии, много данных для библейской и церковной хронологии и для истории догматов, но есть и много сказочного и непроверенного. Сочинения Е. изданы Минем.

См. "Очерк истории александрийской церкви" ("Христ. Чтение", 1856, I); А. П. Лебедев, "Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, Х и XI веках" (стр. 210—212).

Евтихий, патриарх константинопольский

- патриарх константинопольский. Сначала был игуменом монастыря в Еленопонте; прибыл в Константинополь в 552 г. для участия в пятом вселенском соборе. Ввиду волновавшего в то время всех вопроса о Федоре Монсуэтском, Иве Эдесском и Феодорите Кирском, которые были защитниками Нестория и до некоторой степени разделяли его мнения, а между тем считались православными, важно было решить предварительно общий вопрос о том, позволительно ли осуждать умерших (так как названные лица все уже умерли). Е. отвечал на этот вопрос утвердительно, ссылаясь на пример царя Иосии, который велел выкопать и сжечь кости идолослужителей (IV Цар., XXII I, 16). Вслед за тем Е. был поставлен патриархом константинопольским и председательствовал на V вселенском соборе. Император Юстиниан, на старости лет увлекшись мнением одной из монофизитских сект, что тело И. X. было нетленное и потому не могло подвергаться страданиям, потребовал от епископов, чтобы они подписали составленное им в этом смысле исповедание веры. Энергически воспротивившийся этому требованию Е. был удален с патриаршего престола и сослан в один из ахметских монастырей (565). Когда, в 577 г., скончался назначенный Юстинианом на место Е. патриарх Иоанн Схоластик, император Юстин возвратил Евтихию константинопольскую кафедру.

См. профессор Алексей Лебедев, "Из истории вселенских соборов" (М., 1876).

Евтоций

(Аскалонский) - математик, живший в царствование Юстиниана Великого (в VI в.), последний представитель Платоновой школы, в комментариях которого находятся драгоценные для истории математики сведения о геометрах древности и даже отрывки из не дошедших до нас сочинений. Таких указаний много в его комментариях к книгам Архимеда (собранных и изданных в 1544 г. в Базеле); здесь, между прочим, говоря о способе Менехма решения задачи о двух средних пропорциональных при помощи двух парабол, Е. говорит об инструменте, изобретенном учителем его Изидором, для черчения параболы непрерывным движением. Там же находятся точные указания приемов, которыми пользовались ученые александрийской школы для умножения, деления и извлечения корней из чисел. Комментарии Е. к коническим сечениям Аполлония пергского собраны Галлеем.

Д. Б.

Евтропий, римский государственный деятель

— первый министр императора Аркадия (395-407). Варвар по происхождению, пленный раб и евнух, перепроданный несколько раз из одних рук в другие, приобретший при этом хорошее знание людей и характеров, он, попав ко двору, занимал сначала одну из низших служительских должностей во дворце. Случайно замеченный императором Аркадием, он сумел войти к нему в доверенность и сделаться для него необходимым. Чтобы сохранить свое влияние на него, Е. старался окружать слабодушного и бесхарактерного Аркадия людьми дотоле неизвестными и без связей. Устроив брак императора с Евдокией, дочерью одного франка, Е. быстро достиг самых высших должностей и, возведенный в звание патриция и консула, сделался фактическим правителем всего римского Востока. В Иоанне (Златоусте), возведенном Е. на константинопольскую архиепископскую кафедру, он надеялся найти слепого исполнителя своих желаний. Но в Златоусте Е. ошибся так же, как и в Евдокии: ни тот, ни другая не обнаружили желания слепо повиноваться воле временщика. Раздраженный Е. имел смелость угрожать своей избраннице удалением ее из дворца. Евдокия не вынесла оскорбления: Е. был лишен власти и осужден на смерть. Надеясь найти защиту в архиепископе, Е., хотя и язычник, вздумал укрыться в его церкви, т. е. воспользоваться "правом убежища", которое незадолго перед тем было отменено самим Е. Златоуст отказал ему в защите, произнеся при этом в церкви одно из красноречивейших своих слов на тему о суете земного величия. Е. был избавлен от смерти, но сослан на остров Кипр, а оттуда в Халкидон, где, по новым обвинениям, был лишен жизни через отсечение головы.

Н. Б.

Евтропий, римский историк

— римский историк. О нем известно только, что он с императором Юлианом ходил на персов (363) и умер в 370 г. Его " Breviarum historiae Romanae ", где кратко рассказана римская история с основания Рима до смерти Иовиана (364 после Р. Х.), отличается чистым и простым языком, удачным распределением материала и беспристрастностью суждений. Критическое издание Дройзена (Берлин 1879); школьные издания Tzschucke (Лейпциг, 1804) и Eichert'a (Ганновер, 1871). Греческий перевод Е., сделанный Пэанием, издан Kaltwasser 'ом (Гота, 1780); избранные отрывки в " Sitzungsberichten der wiener Akademie" (1872).

О Е. см. Pirogoff, "De Eutropii indole ас fontibus " (Б., 1873); Droysen, "Prolegomena" к изданию Е.; Ebeling, "Quaestiones Eutropianae" (Галле, 1881).

Евтушевский

(Василий Адрианович, 1836-1888) — выдающийся педагог. Окончил курс в спб. университете; долго был руководителем по математике на педагогических курсах при главном управлении военно-учебных заведений; преподавал математику великому князю цесаревичу Николаю Александровичу и великому князю Георгию Александровичу. Положил много труда на устройство в Соляном городке военно-педагогического музея. Состоя с 1877 г. инспектором по учебной части во всех приютах ведомства совета детских приютов, Е. обобщил в них приемы преподавания и обеспечил их контингентом хорошо подготовленных учительниц. Он был одним из главных деятелей на Аларчинских женских курсах, послуживших первым шагом к устройству высших женских курсов. Участвовал также в основании Андреевских курсов в СПб., для приготовления учителей народных школ. Неоднократно руководил съездами народных учителей и учительниц. Пропагандировал так называемые "семейные школы" (см.), т. е. совместные занятия небольшого числа детей знакомых семейств. Своей известностью Е. всего больше обязан докладам (в конце 1860-х и начале 1870-х гг., в "Педагогическом обществе") о преподавании математики, в особенности арифметики. Усвоив себе метод немецкого педагога Грубе, в несколько измененном виде, Е. издал "Методику арифметики" (1-ое изд., 1872) и "Сборник арифметических задач", которые выдержали много изданий (задачник — свыше 30) и разошлись в количестве свыше миллиона экземпляров. Основу метода Е. составляет подготовительное изучение свойств чисел первой сотни и вместе с тем ознакомление детей с арифметическими действиями. Е. издал еще, вместе с Глазыриным, "Методику приготовительного курса алгебры" (1876) и к ней небольшой сборник задач. С конца 1877 г. до середины 1882 г. Е. был одним из редакторов "Народной Школы"; в 1879 г. избран был председателем "Педагогического общества".

Евфемизм

(от греч. εύ — хорошо, φημί — говорю) — явление языка, заключающееся в сознательной подстановке отдельных звуков или слогов, иногда целых слов и выражений, с целью сделать неузнаваемыми известные слова или выражения, почему-либо неудобные к употреблению или соединенные с неприятными представлениями. Случаи подстановки отдельных звуков и слогов: фр. проклятия corbleu, morbleu, parbleu вместо corps, mort de Dieu, par Dieu; нем. Potzblitz = Gottesblitz, Potztausend = Gottes tausend Wunden; русское название известной местности в Москве — Швивая горка и т. д. Во всех этих случаях нетрудно еще узнать первичное слово. Подстановка целых выражений: нем. Freund Неin вместо "смерть"; русские переводные выражения: "невыразимые" (вместо панталоны), "переселиться в лучший мир", "отправиться к праотцам" — вместо умереть и т. д.

С. Булич.

Евфидем

(Εύθύδημος) — софист, родом из Хиоса, фигурирующий у Платона в соименном ему диалоге, вместе с братом Дионисодором. Оба они были приверженцами эристической философии и жили сначала в Туриях. Будучи изгнаны оттуда, водворились в Афинах, где привлекали всеобщее внимание своим диалектическим искусством. — Другой Е. упоминается в числе учеников Сократа. — Был еще афинский полководец того же имени, во время Пелопоннесской войны.

Евфим

(Εΰθυμος) — знаменитый кулачный боец, родом из италийских Локр, одерживавший победы в Олимпии в 74, 76 и 77 Олимпиады (484-472 гг. до Р. Х.). Пьедестал его статуи найден при раскопках Олимпии. Личность Е. стала достоянием легенды. Рассказывали, что он освободил город Темесу от злого духа Полита (тень одного из товарищей Одиссея), победив его в единоборстве и что, дожив до глубокой старости, он исчез с лица земли, не испытав обыкновенной смерти.

Евфимий Великий

иначе называемый Благодушным (376-477). Еще юношей посвящен был в пресвитеры и получил в заведование монастыри Мелитины. Полюбив безмолвие, он и сам постоянно жил в монастыре. 29 лет от роду, вместе с другом своим Феоктистом, он совершенно удалился от мира, поселившись в пещере близ Иерусалима (где возникла потом знаменитая Евфимиева лавра). В местах, где он обитал, скоро устраивались обширные монастыри. Тогда Е. удалялся в другое, еще менее доступное место, где снова собирались около него толпы учеников. Последним местом его пребывания была пустыня Зиф близ Мертвого моря. Являя в своей жизни образец для аскетов и давая им руководство в своих наставлениях, он имел большое влияние на современное ему общество и народ (которому щедро раздавал хлеб во время голодовок, не различая при этом христиан от сарацин), не только в Палестине, но и далеко за ее пределами, действуя в интересах церкви. Им привлечено к православию много несториан, евтихиан, манихеев, обращена из монофизитства супруга императора Феодосия Младшего, Евдокия. Из его наставлений сохранилось лишь немногое, в записях его учеников. Лучшие христианские гимнологи — Дамаскин, Студит, Герман, Феофан — посвятили по нескольку своих песнопений памяти великого аскета, которая празднуется церковью 20 января.

Н. Б.

Евфимий Зигабен

— см. Зигабен.

Евфимий, болгарский патриарх

— последний болгарский (терновский) патриарх. В молодые годы постригся в монашество. Проведя несколько лет в Константинополе и на Афоне, Е. возвратился в отечество и занялся исправлением славянского текста св. писания и богослужебных книг, сличая их с греческим подлинником. Это был важный труд, за который Е. называют иногда болгарским Никоном. Около 1375 г. он был избран на патриаршую кафедру и в продолжение 15-18 лет деятельно занимался церковным управлением, стараясь поднять уровень народной нравственности; с этой целью он запретил, между прочим, паломничество на Восток, находя, подобно русскому митрополиту Никифору, что оно губит страну, отвлекая народ от производительного труда и семьи и приучая его к праздности и бродяжничеству. Успешно боролся с разными ересями, обуревавшими в его время Болгарию (последователи Варлаама и Акиндина, "психасты", богомилы, иудействующие). Главным делом Е. было образование целой литературной школы — писателей из сербов, болгар и русских, в чем царь Шишман, любитель просвещения, оказывал ему деятельное покровительство. Собственных сочинений Е. насчитывается до 19-ти: Жития болгарских святых Иоанна Рыльского, Филофеи Трновской, Илариона Мглинского и Петки Параскевы; несколько похвальных слов; повесть об обновлении храма; несколько посланий и др. Лучший и наиболее полный сборник сочинений Е. находится в рукописи Павловского монастыря на Афоне. Составляя полезный материал для истории Болгарии и в частности для истории болгарской письменности, сочинения Е. не высоко ценятся в литературном отношении: они отличаются излишним риторизмом, бывшим в моде в средневековой Византии; язык страдает обилием грецизмов и чисто греческой конструкцией речи, делающей ее часто труднопонимаемой. В 1393 г., в бедственную войну болгар с турками, окончившуюся порабощением Болгарии, Е., в отсутствие царя, находившегося на полях битв, был опорой и правителем бедствующего народа. Он смело отправился в лагерь турок, чтобы лично умолять их о пощаде. Изумленный вождь турок ласково встретил его и отпустил с миром, но по возвращении в Трнов он был пашой посажен в тюрьму, присужден к обезглавливанию, затем помилован и отправлен в ссылку во Фракию, где неустанно проповедовал, предостерегая от ислама, и щедро помогал бедным. Год смерти его (как и год рождения) неизвестен. После смерти он причислен болгарской церковью к святым, а народом — к национальным героям и благодетелям страны.

См. "Похвальное слово" ему, составленное его учеником Григорием Цамвлаком; Е. Е. Голубинский, "Очерк истории церквей Болгарской, Сербской и Румынской" (М., 1876 г.); П. Сырку, "К истории исправления книг в Болгарии в XIV в.". (СПб., 1890).

Н. Барсов.

Евфимий, инок Чудова монастыря

- инок Чудова монастыря, ученик и друг Епифания Славинецкого, который завещал ему свою библиотеку, исправщик (корректор) московского печатного двора († в 1705 г.). Главное сочинение его: "Остен" — опровержение латинского мнения о времени пресуществления св. даров на евхаристии (см.), составленное, по поручению патриарха Иоакима, E., а не самим патриархом Иоакимом, как полагали некоторые (см. у И. Я. Образцова в "Духовной Беседе" за 1864 г.; его же, "Киевские ученые в Великороссии", в "Эпохе", 1865 г.). "Остен" издан в Казани в 1865 г., но по краткой (Говоровской) редакции 1708 г., содержащей в себе лишь 13 из 26 глав других списков. После Е. осталось еще несколько переводов: опись книг, принадлежавших патриарху Никону (важна как дополнение к первой русской библиографии, составленной Сильвестром Медведевым; напечатана в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1847 г.); предисловие к русскому переводу Арменопула (издано Розенкампфом в его обозрении Кормчей); записка о переводе Библии Епифания Славинецкого (напеч. в "Словаре" митрополита Евгения); проповедь на слова: "всяк возносяйся смирится" (в рукописи, в синодальной библиотеке).

Н. Б.

Евфимия, дочь Владимира Мономаха

- дочь Владимира Мономаха. Около 1120 г. была выдана замуж за Коломана венгерского, но через год, обвиненная в неверности, отослана к отцу, где родила сына Бориса, долго беспокоившего Венгрию своими притязаниями. Скончалась в 1138 г.

Евфимия, дочь Владимира Старицкого

— дочь Владимира Андреевича Старицкого, помолвленная за голштинского герцога Магнуса, но скончавшаяся раньше свадьбы, в 1570 г.

Евфины

(Εΰθυνοι) — чиновники в греческих демократических государствах, контролировавшие вообще деятельность магистратов и в особенности употребление ими общественных денег. Ближе всего известно устройство таких контрольных комиссий в Афинах, в IV в. Государственная контрольная комиссия состояла из 10 логистов (см.), 10 Е., с двумя помощниками у каждого, и 10 синегоров (см.). В случае неправильности денежного отчета, составитель его отдавался на суд гелиастов (см.). Этот же суд разрешал отставку лицам, отчет которых был признан правильным. И после того, однако, дозволялось о неправильности действий должностного лица заявлять Е., сидевшим на рыночной площади у статуй эпонимов фил, в течение 3 или 30 дней (по различному чтению гл. места у Аристотеля, "Политика", 48). Е. мог принять или отвергнуть заявление. Принятое заявление, если проступок был частного характера, передавалось судьям по демам, если же государственного — тесмотетам, снова подвергавшим виновного суду гелиастов. Подобные комиссии в демах, принимавшие отчет от муниципальных должностных лиц, состояли из 1 E., 1 логиста и 10 синегоров.

А. Щ.

Евфонические вставки или буквы

— в старой грамматике (и теперешней школьной нередко) так называются звуки, развивающиеся в начале слов перед гласными, при известных сочетаниях согласных и т. д. Так, в сочетании н p после н развивается евфоническое д: народн. ндрав вместо нрав, греч. άνήρ, род. άνδρός и т. д. В сочетании мр развивается б (амброзия, амбра), в сочетании срт (сестра, струя, народн. стражение, струб). Прежде говорилось обыкновенно, что такие звуки или буквы "вставлены для благозвучия". Современное языкознание ищет объяснения для таких вторичных звуков в физиологических условиях, необходимых для произнесения звуков. Совсем иное происхождение так называемого евфонического вставного н в случаях вроде: к нему, в нем, с ним, внимать, снимать, внятный, снятие и т. д. Здесь н некогда принадлежало предлогам Евфонические вставки или буквы, так что делить эти формы следовало бы так: кн-ему, вн-ем, сн-имать и т. д. Но так как формы этих предлогов вн, кн, сн самостоятельно теперь не встречаются, а, напротив, имеются лишь формы с, в, к, су, со, во, ко и т. д. (большинство без н), то н во всех этих формах стало чувствоваться чем-то неорганическим, ни к одной из составных морфологических частей не принадлежащим; это и повлекло за собой объяснение его евфонической вставкой. От предлогов, первично имевших н, оно распространилось и на сложения с другими предлогами, никогда н не имевшими; у него, через них, около нее, унять, понять, занимать, принимать, понятие, занятие, внятный, понятный и т. д.

См. Бодуэн де Куртенэ, "Глоттологические заметки" (вып. I, Воронеж, 1877); отд. оттиск из "Филологических Записок".

С. Б-ч.

Евфорион

(Εύφορίων) — 1) в позднейших сказаниях — крылатый сын Ахилла и Елены, убитый Зевсом молнией за то, что не отвечал его любви.

2) Сын трагика Эсхила; жил около 450 г. до Р. X. После смерти отца он поставил четыре еще несыгранных его пьесы на сцену и получил, благодаря этой проделке, приз. Впрочем, и с собственными трагедиями он выступал не без успеха.

3) Греческий поэт, родился в Халкиде на Евбее около 276 г. до Р. X. Писал историко-литературные сочинения, эпопеи, элегии и эпиграммы. В особенности были известны его эпопеи, в которых он обрабатывал малоизвестные мифы и хлопотал об изысканности языка, пестреющего провинциализмами. Во времена упадка республики и при первых цезарях римляне очень ценили стихотворения Е.; поэт Корнелий Галл (см.) подражал ему в своих элегиях. Об Е. и остатках его творений написал монографию Мейнеке (Данциг, 1823), вновь разработав ее в "Analecta Alexandrina" (Б., 1843). Ср. G. Schultze, "Euphorionea " (Страсбург, 1888); Knaack, "Euphorionea" (1888).

Евфранор

(Εύφράνωρ) — древнегреческий ваятель и живописец, родом с Коринфского перешейка, живший в 375-330 гг. до Р. X. Как скульптор, он работал из мрамора и из металла, был искусен в изображении богов и фигур животных и ввел в воспроизведение человеческого тела более стройные пропорции, но еще не отделался от их тяжеловатости при моделировке голов и членов. Многие из его изваяний представляли намек на передачу сильных душевных волнений. По живописи он был ученик Аристида и отличался в особенности силой красок. Главные произведения его кисти украшали собой Керамик в Афинах; это были: "Двенадцать богов", "Тезей, основатель политической равноправности афинян, сопровождаемый олицетворениями демократии и дема" и "Нападение афинской конницы на Эпаминонда при Мантинфе". Им были написаны два сочинения — о симметрии и о красках.

А. С-в.

Предыдущая страница Следующая страница