Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Д" (часть 8, Дас - Две)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Д" (часть 8, Дас - Две)

Предыдущая страница Следующая страница

Дастр

(Frank-Albert Dastre) — французский физиолог; род. в 1844 г. Окончил образование в Париже со степенью доктора медицины. В 1879 г. читал лекции по зоологии в нормальной школе, в 1887 г, заместил Поля Бера по кафедре физиологии на медицинском факультете. Его главные работы: "De Glycémie asphyxique", "Sur les lois d'activité du coeur", "Sur le système vasomoteur" и др.

Дасье, Андре

(Dacier, 1651—1722) — французский филолог; происходил из протестантской семьи. В 1672 г. Д. был привлечен к изданию и объяснению классиков для коллекции "Ad usum Delphini". Издал и перевел Горация, "Поэтику" Аристотеля (с критическими примечаниями), "Эдипа" и "Электру" Софокла, Плутарха, Эпиктета, несколько диалогов Платона и др. Одна из его лучших работ — перевод М. Аврелия, "Réflexions morales de Marc-Aurèle" (1691). Написал "Vies de Pythagore et d'Hieroclès" и др. С 1713 г. Д. был непременным секретарем франц. акад.

Дасье, Анна

(Анна Лефевр, m-me Dacier, 1654—1720) — жена Андре Дасье (см.). Под руководством своего отца, известного гуманиста Таннегю Лефевра, превосходно изучила древние языки. Принимала участие в издании классиков "Ad usum Delphini" и издала, между прочим, Флора. Ее издание Каллимаха (1675) обратило на нее внимание ученых; за ним следовали Аврелий Виктор и Евтропий. Перевела на французский язык Анакреона, три комедии Плавта, две комедии Аристофана, сочинения Теренция. В 1683 г. она вышла замуж за Андре Д., причем в Париже в шутку говорили, что это — брак латинского и греческого языков. В 1685 г. она с мужем перешла в католичество, вероятно, в угоду королю, назначившему ей в 1686 г. пенсию в 500 экю. Главный труд ее — перевод Гомера с предисловием и примечаниями ("Илиада" в 1699 г., "Одиссея" в 1708 г.; нов. изд. 1756 г.). Труд этот, и поныне не совсем потерявший свою цену, вовлек ее в долгий и оживленный спор с Ла-Моттом относительно преимущества древних или современных поэтов. С большим жаром и остроумием вступилась она за Гомера в своем сочинении "Considérations sur les causes de la corruption du goût" (1714). Не менее замечательна ее полемика ("Homère défendu contre l'Apologie du P. Hardouin", 1716) с иезуитом Гардуэном, старавшимся оправдать Гомера допущением разных к нему поправок. При всей своей учености Д. была нежной матерью и хорошей женой; педантизма и авторской спеси у нее не было, в обществе она была приятной собеседницей. Ср. Bodin, "Recherches hist. sur Saumur" (1812); Burette, "Eloge de m-me Dacier"; Egger, "L'Hellénisme en France" (1869); H. Bigault. "Histoire de la querelle des Anciens et des Modernes" (1856) и др.

Дасье, Бон-Жозеф

(барон Bon-Joseph Dacier, 1742—1833) — французский ученый. В 1772 г. он опубликовал свой перевод Элиана и в том же году избран в члены академии надписей. В качестве ее постоянного секретаря с 1783 г. Д. много сделал для издания неизданных рукописей Парижской библиотеки и т. п. В 1800 г. назначен главным библиотекарем национальной библиотеки, в 1823 г. избран во французскую академию. Его труды: "Rapport sur les progrès de l'histoire et de la littérature ancienne depuis 1789" (нов. изд. 1870); "Dissertations philosophiques", "Eloges d'académiciens", "Mémoires historiques", большая часть которых помещена в "Journal des Savants" и др. Ср. Silvestre de Sacy, "Notice sur D." (1834).

Дасье, швейцарские медальеры

(Dassier) — два швейцарских медальера: 1) Жан Д. (1676—1763) изучал свою специальность в Париже под руководством Можера и Роттье и в 1718 г. возвратился в свой родной город, Женеву. Составил себе известность как значительностью числа своих произведений, так и их художественным достоинством. Особенно заслуживают внимания исполненные им четыре серии медалей с изображениями: а) великих людей царствования Людовика XIV, б) знаменитых реформаторов, в) женевских богословов и г) английских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя и кончая Георгом II. Последняя из этих серий исполнена во время пребывания Д. в Англии в 1728 г. Из прочих его работ можно указать на коллекцию жетонов, представляющих главные события римской истории, и на отдельные медали в честь выдающихся лиц эпохи Людовиков XIV и XV. 2) Жак Антуан Д. (1715-1759), сын предыдущего, изучал медальерное искусство в Италии и Франции и занимал должность второго мастера на парижском монетном дворе. Впоследствии работал в Турине, Риме и С.-Петербурге. Из большого количества вылепленных и резанных им медалей наиболее любопытны изображающие императрицу Елизавету Петровну, графа Шувалова, Картере, Честерфильда, Локе, Ньютона, Галлея, лорда Вальполя, Пюльтнея, Монтескье, папу Климента XII и некоторых других выдающихся людей XVIII столетия. Младший Д. помогал своему отцу в изготовлении жетонов на сюжеты из римской истории. Описание этих работ того и другого издано в 1778 г. под заглавием: "Explication des médailles gravées par J. Dassier et par son fils, représentant une suite de sujets tirés de l'histoire romaine".

А. С—в.

Датам

— персидский полководец IV в. до Р. X. Отец Д. был сатрапом Каппадокии в царствование Артаксеркса Мнемона. Наследовав ему в этой должности, Д. сначала оставался верным Артаксерксу II, способствовал усмирению восстания в Пафлагонии, водил персидские войска в Египет, но, оклеветанный перед царем и опасаясь за свою жизнь, объявил себя независимым и сделался правителем Каппадокии и значительной части Малой Азии. Царь отправил против Д. 120-тысячную армию под предводительством Автофрадата. Д. долго сопротивлялся; но Митридат, сын лидийского сатрапа Ариобарзана, считавшийся другом Д., перешел на сторону царя, завлек Д. на свидание и убил его (362 до Р. X.). Корнелий Непот написал биографию Д., являющегося последней мощной фигурой в древнеперсидской истории.

Датария

(Dataria) — отделение (с XIII в. или даже еще раньше) римской курии, из которого посылаются всякие папские бреве и милости помимо консистории. Ведению Д. подлежат дела по небольшим бенефициям, разрешению брачных уз, обетов и т. п. Во главе Д. стоит кардинал — продатарий; за ним следует датарий, управляющий Д. и несколько субдатариев. Название Д. произошло от писавшихся в конце папского решения слов: "Datum Romae, apud S. Petrum".

Дательный падеж

(Dativus). — Общее основное значение его — идея физического или духовного приближения (или близости вообще) одного предмета (понятия) к другому. Первичные формы общеиндоевропейского Д. не всегда сохраняются отдельными индоевропейскими языками. В силу формального и синтаксического смешения Д. с близкими по значению или по форме падежами (местным, творительным и отложительным) в этих языках нередко встречаются формы других падежей на месте первичного Д. Особенно часты такие ненастоящие Д. в греческом (местный падеж), латинском, кельтских и германских языках. Суффиксом настоящего Д. ед. числа служил в индоевропейском праязыке дифтонг ai (из коего в санскрите получается е, греч. αί, λат. ае, слав. Дательный падеж и т. д.); всего яснее это образование сохранилось у основ на согласные звуки, а у основ на гласные оно затемнено вторичными фонетическими процессами (следствием слияния последнего гласного именной основы с гласным a падежного суффикса ai). Д. множественного по своему окончанию находится в тесной связи с отложительным (Ablativus) того же числа; в индоевропейском праязыке он имел, по всему вероятию, два образования: 1) с суффиксом, в состав которого входила губная аспирата (придыхательная) bh: санскр. -bhyas, лат. -bös, -bus, и 2) с суффиксом, в состав которого входил губной носовой w: древнелитов. -mus (теперь -ms), прусск. -mans, -mas, старослав. Дательный падеж. Прежние ученые (Бопп, Шлейхер) считали оба образования родственными и выводили литвославянское m из bh; но в настоящее время это объяснение оставлено ввиду фонетической его невозможности. Приблизительно такие же отношения представляет и Д. двойств. ч. (в современных индоевроп. языках он исчез, как и прочие формы двойств. ч.): санскр. -bhyâm, древнеирланд. -bn представляют суффикс с bh, старослав. Дательный падеж, литовск. m — суффикс с m. Ср. Delbrück, "Uber den indogerm., speciell den vedischen Dativ" ("Kuhn's Zeitschr." XVIII, 81); Brugmann, "Grundriss d. vergleichend. Grammatik d. indogerm. Sprachen" (т. II, 1890; здесь см. и остальную литературу вопроса, стр. 596, 638, 708). В древнем русском и старославянском, а также и в современном церковно-славянском встречается так называемый Д. самостоятельный, или независимый, тождественный с латинским оборотом ablativus absolutus: недоставъшоу вину Дательный падеж мати Дательный падеж к немоу (Остромирово Евангелие); (половцы) придоша в монастырь Печерьской, нам сущим по кельям почивающими по зaympeни (Летопись Нестора). Этот оборот был нередок в "славяно-русском" стиле русских писателей прошлого века, но у новых почти не встречается (изредка у Жуковского в переводе "Одиссеи").

С. Булич.

Датис

— персидский полководец; командовал вместе с Артаферном персидской армией, разбитой при Марафоне (490).

Датисковые

(Datisceae) — маленькое семейство двудольных растений, близкое к бегониевым и кактусам; новейшими же систематиками рассматривается как часть семейства камнеломковых (Saxïfragaceae, по Баллиону). Всего три рода с четырьмя видами в южной Европе и Азии, 1 американский. Травы и деревья с очередными листьями без прилистников; цветы мелкие без лепестков, в колосьях и кистях; плод — многосемянная коробочка. У нас на Кавказе (и восточнее в Азии до Непала) встречается датиска конопляная, Datisca cannabina L. — полукустарник, очень похожий на коноплю как общим видом, так и формой листьев. В Италии все растение имеет медицинское применение против перемежающейся лихорадки и желудочных расстройств. В корнях и листьях содержится особый глюкозид (сахаристое вещество) датисцин (см.); из них же получают желтое красильное вещество, идущее на окраску шелка.

Датисцин

— пигмент, содержащийся в листьях и корне растения Datisca cannabina, подобного обыкновенной конопле и произрастающего в Индии и по побережью Средиземного мора. Пигмент мало растворим в воде, но легко растворим в щелочах с интенсивно желтым цветом. При нагревании с разбавленной серной кислотой Д. распадается на датисцетин и сахар. В Ост-Индии употребляется для окрашивания шелка в желтый цвет.

А. П. Л. Δ .

Датолит

— минерал одноклиномерной системы, образует богатые формами короткие кристаллы, также встречается в сплошном виде, кристаллы без ясной спайности; бесцветен или белый, зеленоват., красноват. со стеклянн. блеском, в изломе жирный; твердость 5—5,5, удельный вес 2,9—3,6; просвечивает. Химический состав: Н2Са2В2Si2О10; вода выделяется только при сильном прокаливании; пред п. тр. вспучивается и плавится в прозрачное стекло, окрашивая пламя в зеленый цвет. Порошок легко разлагается НСl, выделяя студенист. SiO2. Встречается в пустотах и трещинах главным образом зеленокаменных пород: Андреасберг, Арендаль, Bergen Hill в Нью-Йорке (в диабазах), Верхнее Озеро (с медью), Зейссер Альпы в Тироле и др.

Даточные книги

— заключали в себе перечисление земельных дач помещикам и вотчинникам уезда за известное время, давая возможность при случае сразу выяснить наличный состав землевладельцев уезда в количество четвертей пашни за каждым, а также и условия перехода земельных участков от одного землевладельца к другому (см. указ 20 февраля 1676 г.). Без Д. книг поместный приказ в Москве не имел возможности раздавать в новгородских пятинах выморочных, вылганых, утаенных, сдаточных, меновых, лишних и примерных земель, вследствие чего от XVII в. до нас дошло несколько указов, строжайше предписывающих высылать Д. книги из Новгорода в Москву не позднее сентября-октября каждого года. Они назывались также "дачи и книги поместных и вотчинных дач" и составлялись иногда особо для известного разряда лиц: так, известны "Книги рейтарских дач" и "книги касимовских дач". Для издания Д. книг почти ничего еще не сделано. В свое время большую цену имела книга П. Ив. Иванова "Систематическое обозрение поместных прав и обязанностей, в России существовавших" (М. 1836), где даны коротенькие характеристики всевозможных книг, входивших в состав делопроизводства поместного приказа, и выдержки из них, а в том числе и из Д. книг. Хотя этот труд сильно устарел, он до сих пор остается единственным в своем роде. О Д. книгах см. там стр. 173, 201 и сл.

В. Ст.

Даточные люди

— ратники Московского государства, поставка которых, наряду с городовым, острожным и ямским делом, была одною из наиболее тяжелых личных повинностей, ложившихся на крестьянские и посадские общины. Ее отбывали исключительно тяглые люди, так как все служилые люди, московские и городовые, несли военную службу лично и бессрочно, составляя поместную дворянскую конницу с ее сотенной организацией. Даточных людей ставили: 1) крестьяне черных волостей, дворцовых сел, церковных и монастырских вотчин; 2) посадские люди; 3) крестьяне поместий и вотчин, владельцами которых являлись вдовы, девки, недоросли, отставные, больные, увечные (если не могли выставить за себя сына или какого-либо родича), и наконец 4) лица, занимавшие приказные должности в Москве и в городах и потому не имевшие возможности отправиться в поход. Освобождались от поставки даточных людей: 1) поместья и вотчины вдов, мужья которых были убиты на войне; 2) поместья и вотчины, крестьянское население которых не превышало 10 человек, и 3) отдельные помещики и вотчинники, по разным случайным соображениям, как, напр., "для пожарного разорения", "для бедности", "для сибирской службы" и т. д.; в 1637-88 гг. не брали даточных людей с подмосковных поместий и вотчин. Особенностями поставки Д. людей являются: 1) подвижность податной единицы, с которой эта повинность отбывалась, и 2) ее поразрядный характер. Податной единицей служило известное количество четвертей пашни, а с конца 30-х гг. XVII в. — дворов, на каждый отдельный случай особо определявшееся правительством (в начале века Д. люди сбирались с сох), причем крестьяне церковных и монастырских вотчин и черных волостей, а также посадские люди отбывали повинность с менее значительного числа дворов, чем крестьяне церковных сел и поместий и вотчин служилых людей, т. е. обложены были тяжелее сравнительно с последними. В Д. люди ставились лица преимущественно средних лет, но не лучшие люди, служившие по выборам в таможенных и кабацких головах или в земских старостах; для службы они должны были являться на сборный пункт в вооружении и с запасами; избиратели давали своим Д. подможные деньги и поручителей в том, что такой-то служить будет, на службе людей не побьет, грабить и "сильно кормов имать" не станет. Наряду с подмогой от общин Д. люди могли получать и правительственное кормовое и денежное жалованье. Много хлопот правительству и общинам доставлял сыск беглых Д. людей; ввиду его трудности указными статьями 1681 г. было узаконено освобождение, с детьми, от крепостной зависимости тех Д. людей из владельческих крестьян, которые после указного срока сами приходили записываться в Иноземский приказ в Москве или в приказные избы по городам да "про утайку свою на помещиков и на вотчинников и на их приказчиков и крестьян сказывали собою". Ряд принятых правительством мер плохо достигал цели, так как ратная повинность весьма тяжело отзывалась на крестьянском хозяйстве и благосостоянии мелких помещиков, особливо в виду неравномерности ее разложения и практических неудобств ее отбывания (с мелких владений,которым приходилось складываться). Д. люди могли заменяться и денежными сборами: 1) с владений, составлявших лишь дробную часть податной единицы; 2) с перехожих четвертей или дворов; 3) с землевладельцев, у которых даточных людей "против государева указа за безлюдством недостанет", и 4) с владений, слишком далеко отстоявших от сборных пунктов или центра военных действий. В разборных десятнях (1621-22) иногда встречаются отметки, что с таких-то владений ни Д. людей, ни вместо них деньгами взять невозможно. Помимо сбора Д. людей известны сборы даточных лошадей, орудий и зелья, имевшие случайный характер. Заведовал Д. людьми временно существовавший приказ сбора ратных людей. См. А. С. Лаппо-Данилевский, "Организация прямого обложения в Московском государстве" (СПб., 1890, стр. З89-402); ср. первую главу "Записок по истории военного искусства в России" Д. О. Масловского (СПб., 1891).

В. Ст.

Датский бот

— в своем первоначальном виде Д. бот является характерным представителем древней системы постройки не только датчан, но и вообще народов севера. Бот, найденный в Дании и отнесенный учеными к V в. по Р. Х., имеет при пропорциональности прочих размеров длину в 77 фт.; он относится к числу судов, которые могли выдерживать дальние плавания. В настоящем своем развитии этот бот благодаря своей конструкции с развалистыми боками, с крытою палубою и лекальным балластом способен выдерживать под парусами в море самую свежую погоду; он вооружен одною мачтою с косыми парусами. Вследствие своих отличных морских качеств он преимущественно употребляется лоцманами и на морских спасательных станциях.

Н. С.

Датский пролив

— часть Северного Ледовитого океана между Гренландией и Исландией. Через Д. пролив проходит на Ю западная ветвь Восточного Гренландского холодного течения.

Датский язык и литература

Статья большая, находится на отдельной странице.

Датский ярус

(геология) — самый верхний ярус меловой системы, наиболее развит в сев.-зап. Европе и сложен из мела, мелового туфа, пизолитов. известняка; встречается также в Польше (известняки у Фрамполя и Войцехова). Служит переходом к отлож. третичной системы.

Датско-немецкая война 1848-50 гг.

— см. Шлезвиг-Голштинская война.

Датско-немецкая война 1864 года

— см. Германо-датская война.

Датура

— см. Дурман.

Дау, Джордж

(Dawe; 1781—1829) — английский портретный и исторический живописец, сын гравера Филиппа Д.; учился в Лондонской академии художеств и в начале занимался также гравированием; но с 1802 г. бросил эту отрасль искусства и обратился к живописи, в которой вскоре выказал блестящие успехи. В 1804 г. названная академия присудила ему большую золотую медаль за картину "Бешенство Ахиллеса при вести о смерти Патрокла"; в 1809 г. он получил премию за "Сцену из Цимбелина" и в 1811 г. такую же награду за "Ноеминь". После этого он посвятил свою кисть исключительно портретной живописи и, усвоив себе в ней широкий, быстрый и вместе с тем эффектный прием исполнения, приобрел репутацию отличного мастера по этой части. В 1814 г. Лондон. акад. избрала его в свои члены. Написанные им портреты многих высших офицеров английской армии, участвовавших в битве при Ватерлоо, распространили его известность за пределы его отечества. В 1819 г. по приглашению имп. Александра I он прибыл в Петербург и, проведя здесь девять лет, исполнил свыше 400 портретов русск. генералов, участвовавших в войне с Наполеоном 1812—1814 г. — коллекцию, до сего времени красующуюся в особой галлерее Зимнего дворца, для которой коллекция была заказана. Кроме того, в бытность свою в России Д. написал немало портретов для частных лиц, преимущественно из круга военных. Как говорят, он приобрел вообще своими портретами свыше полумиллиона руб. В художественно-исторической литературе он известен как автор биографии своего друга, живописца Морленда ("The Life G. Morland on his works", Lond., 1807).

Дау, дикая лошадь

(Equus Burchellii) — один из южно-африканских видов полосатых диких лошадей. См. Зебра.

Дау-Кара

— низменное пространство и группа озер, расположенных в восточной части дельты Аму-Дарьи. Озера питаются протоками этой реки и прежде были значительно больше, занимая всю низменность и составляя часть Аральского моря. Существование сухого русла от Д. к востоку, по исследованиям Каульбарса, показывает, что сюда некогда вливались воды не только Аму, но и Сыра (Сыр-Дарьи).

Дауберит

— см. Урановые цветы.

Дауби-Хэ

— река Приморской области; принимая в себя справа реку Ула-Хэ, образует реку Уссури. Д. берет начало в высоком, покрытом хвойным лесом хребте Сихотэ-Алинь, под 43°15' с. ш. Общее направление течения с Ю на С; длина около 250 вер. Как большая часть рек Уссурийского края, Д. в сухое время года имеет незначительную глубину; но после дождей вода прибывает на 2 саж. против обыкновенного уровня и затопляет всю долину; остаются только небольшие островки, на которых расположены отдельные китайские фанзы. Время наибольших разливов приходится на май и конец августа. Долина Д. при устье не более 8 в.; в среднем течении, где горы обоих берегов отходят в сторону, она достигает 5—10 в., к верховьям опять суживается. В нижнем течении долина имеет болотистый характер, но в среднем и верхнем — луговой, так что здесь она могла бы служить превосходным местом для земледелия, если бы не наводнения. Впрочем, на широких пологих склонах гор, покрытых редким лиственным лесом, немало мест, удобных для заселения. Хоть в устье Д. имеет до 70 саж. ширины и не слишком быстрое течение, но она не удобна для пароходства вследствие мелей. По долине Д. проведена телеграфная линия, соединяющая гор. Николаевск-на-Амуре с Новгородскою гаванью; здесь же была сделана попытка провести почтовый тракт; но он скоро был уничтожен по причине плохого состояния дороги, проведенной наскоро. Жители долины Д., почти исключительно китайцы, занимаются огородничеством, хлебопашеством и отыскиванием корня жень-шеня. Ср. Венюков, "В. Г. общ." (1859, ч. 25); Маак, "Путеш. на р. Уссури"; Пржевальский, "Путеш. в Уссурийский край".

А. Н.

Даублебский-фон-Штернек

(Максимилиан Daublebsky von Sterneck zu Ehrenstein) — австрийский адмирал. Род. в 1829 г., участвовал в войне 1866 г., отличился в битве при Лиссе. В 1872 г. он вместе с графом Вильчеком ездил в Новую Землю для участия в Пейер-Вейпрехтской полярной экспедиции. В 1873-75 г. командовал эскадрой в Средиземном море.

Даубравский, Рацек

Радслав (Daubravsky, Daubravus Rodericus) — чешский ученый, получивший титул доктора права в Болонье; в 1500 г. изд. "Libellum de componendis epistolis", в 1525 г. — "Ad notationes in epistolam divi Pauli ad Galatos". Умер в 1548 г.

Даубравский, Ян

(Daubravsky ze Skaly, Daubrava, Dubravius) — чешский гуманист; учился в Италии; был ольмюцким епископом. Написал "De piscinis et piscium, qui in eis aluntur, naturis" (1547) и "Historia regni Bohemiae" (1652 и 1675). Д. умер в 1558 г.

Дауд-пaшa, губернатор Ливана

(1816-1873) — губернатор Ливана, родом из Константинополя; первоначальное образование получил во французском учебном заведении в Галате и блистательно закончил его в Берлине. Находясь при турецком посольстве в Пруссии, он написал книгу о Германии. В 1857 г. он стоял во главе цензурного ведомства в Константинополе, потом организовал телеграфное ведомство. Когда в 1860 г. французы положили конец долгой борьбе друзов с маронитами и международной комиссии было поручено образовать Ливанское губернаторство, Д. принял участие в ее трудах и затем был назначен ливанским губернатором. Как христианин, Д. удовлетворял главному условию, поставленному западными государствами, чтобы генерал-губернатор Ливана был христианского вероисповедания. Д. назначил новых начальников областей, определил налоги, провел много стратегических дорог и главным образом старался успокоить волновавшееся население Ливана. Он сумел приобрести симпатии не только населения Ливана, но и соседних областей, домогавшихся присоединения к Ливанскому губернаторству. Это вызвало большие разногласия с генерал-губернатором Сирии, кончившиеся тем, что в 1868 г. Д. оставил свой пост. После этого он занимал должность министра торговли и публичных работ.

И. К.

Дауд-паша, великий визирь

— родом из Боснии, зять Мустафы I, занимал при нем высокие должности. После свержения Мустафы Османом, Д. сделался (в 1622) душой восстания, вернувшего Мустафе престол. Последний назначил его великим визирем. Опасаясь возмущения в пользу Османа, Д. убил его своей собственной рукой; это вызвало в Константинополе сильное волнение народа и войска. В 1623 г. янычары подняли открытый бунт: Д. был выдан народу, осужден и казнен на том самом месте, где совершил убийство.

Даудов

(Василий Александрович) — стольник и воевода XVII в. Алимарцал Бабаев (его первоначальное имя) родился в 1620 г. в Испагани и служил сначала у персидского шаха. В 1654 г. его привез в Москву кн. Лобанов-Ростовский, бывший послом у шаха; в том же году он был крещен и определен в посольский приказ, где в качестве толмача состоял до 1667 г. В 1667, 1669, 1672 и 1679 г. его посылали в Константинополь. В 1676 г. он ездил посланником в Бухару и Хиву. Участвовал в походах Троицком 1683 г. и Крымском 1687 г.; в 1696 г., несмотря на данную ему в 1695 г. отставку, был толмачом под Азовом. Кроме того, Д. состоял воеводой: в 1674 г. в Яренске, в 1680 г. — в г. Чаронде (на озере Воже), в 1688 г. — в г. Окопине. Ср. Н. Селифонтов, "Очерк служебной дятельности и домашней жизни стольника в воеводы XVII ст. В. А. Даудова".

В. Рудаков.

Даудовы

— pyccкиe дворянские роды. Предок одного из них, Лавр Д., был воеводой в Орле (1581-84). Потомство его угасло. Второй род Д. происходит от Василия Д. (см.) и внесен в VI часть родословной книги Костромской губернии (Гербовник, IV, 112).

Даукинс

(William-Boyd Dawkins) — английский геолог и антрополог. Род. в 1838 г., учился в Оксфорде, в 1862 г. назначен членом королевской комиссии для геологического исследования Великобритании, был затем куратором Манчестерского музея, а в 1874 г. назначен профессором Оуэнс-колледжа в Манчестере и президентом геологического общества. В 1875 г. он предпринял кругосветное путешествие. С 1888 г. экзаменатор при Лондонском университете. Кроме многих его работ, опубликованных в трудах геологического и антропологического обществ, известны: "Cave hunting. Researches on the evidences of caves respecting the early inhabitants of Europe" (1874); "Early man in Britain and his place in the tertiary period" (1880) и др.

Даукша

(Николай Dauksza) — просветитель жмудско-литовского народа времен Мерк. Гедрайтиса (см.); издал в 1595 г. перевод катехизиса испанского иезуита Якова Ледесмы, в 1599 г. — жмудскую обработку или перевод Постиллы Якова Вуйка. Он был священником, а по Ростовскому (История иезуитов) — около 1607 г. администратором жмудской епархии. Год рождения и смерти его неизвестны. Д. — первый интеллигентный литвин, проповедовавший необходимость сохранения и литературной разработки литовского языка. Вину за то, что народ коснеет в языческом невежестве и вековых предрассудках, он возлагает на духовных пастырей, держащих в презрении литовскую речь. Обезьянничанье перед поляками и презрение к родному языку Д. сравнивает со смешением голосов зверей и животных: что было бы, если бы козел стал реветь по-львиному, ворон петь по-соловьиному и т. д. Призывая своих земляков не дать так "мизерно пропадать" меньшей литовской братии (prostocie), живущей в грубых грехах и заботах, он первый установил литовскую орфографию, взяв от чехов и от немцев, менее — от поляков, систему обозначения литовских звуков, и создал также литовскую христианскую терминологию. В 1605 г. его катехизис вышел новым изданием. В начале XIX в. на него обратил особое внимание начинатель нового литературного движения С. Довконт (см.). Образцы его языка и орфографии (готского шрифта) см. в книге "Литовский катехизис" Н. Даукши (СПб., 1886), "Отчет о поезде по Литве и Жмуди" (стр., 57), "Katechism Ledesmy" (с изд. 1605 г. изд. Jan Bistrom, Краков, 1890) и "Lietuviszkiejie Rasztai ir Raszetininkai" (Тильзит, 1890, стр. 10). Противник реформации, Д. однако многое заимствовал из прусско-литовской реформационной литературы. Его орфография, забытая ныне у католиков, до сих пор сохранилась в литовско-кальвинских богослужебных изданиях. Вместе с готической немецкой орфографией была усвоена Даукшем от протестантов также и идея религиозного народного просвещения посредством национальных молитвенников (см. Литовская литература).

Э. Вольтер.

Даун

(Daun) — 1) Вирих Филипп Лоренц, граф Д., князь Тиана (1669—1741) — австрийский полководец. Прославился обороной Турина против французов (1706). Позже управлял Неаполем на правах вице-короля, очистил в 1708 г. Ломбардию от французов, принудил в 1709 г. папу Климента XI заключить мир с Австрией, был губернатором Нидерландов, потом Милана, который в 1733 г., во время войны за польский престол, вынужден был сдать французам; 2) Леопольд Иосиф, граф Д. (1705—1766) — австрийский фельдмаршал, сын предыдущего. Во время войны за австрийское наследство сражался сначала в Силезии против пруссаков, затем, под начальством принца Карла Лотарингского, против французов. После Аахенского мира (1748) занялся реорганизацией австрийских войск и издал в 1749 г. регламент, носящий его имя и долго служивший руководством для австрийской армии. В 1751 г. основал в Вене военную академию. Особенно прославился Д. в Семилетней войне. Одержав блистательную победу при Колине (1757), он заставил Фридриха очистить Богемию; получив главное начальство над армией, в 1758 г. разбил Фридриха при Гохкирхе; в 1759 г., при Максене, взял в плен генерала Финка с 11-тысячным войском. Разбитый при Торгау (1760) и раненый, Д. в 1762 г. вновь принял главное начальство над войсками в Силезии. Назначенный президентом военного совета, провел много реформ в военном деле. Крайняя осторожность снискала ему название австрийского Фабия Кунктатора (см.). Ср. "Der deutsche Fabius Cunctator oder Leben u. Thaten d. Gr. v. D." (Лпц., 1759-60).

Даунг

(Daung) — область в западной Индии, под 20°22'—21°5' сев. шир. и 73°28'—73°62' вост. долг. Изобилует тиковым лесом. Управляется вассалами раджи Д. 70300 жителей.

Дауншир

(Dawüshire) — ирландское графство в провинции Ульстер (Ольстер), с Ю и З ограниченное Ирландским морем. Поверхность холмистая (2478 кв. км), почва плодородная, только на ЮЗ проходит цепь гранитных гор Морн. Климат умеренный и здоровый. 289335 жителей (1901 г.). Главное занятие населения - посев и обработка льна; разведение лошадей, свиней и овец; добывание меди, свинца и серебра. Главный город — Даунпатрик (Downpatrick), один из древнейших городов в Ирландии и бывшая резиденция св. Патрика, покровителя Ирландии. Близ города развалины древнего собора и замечательная допотопная пещера. Жителей более 3,5 тысяч.

Даурия

— страна, простиравшаяся от Яблонного хребта к В до речной долины Аргуни. Название это встречается со времен появления там русских и произошло от обитавшего здесь тунгусского племени. В настоящее время Д. составляет часть Забайкальской области и населена монголами, тунгузами и, в небольшом числе, русскими.

Даурские горы

— находятся в Нерчинском окр. Забайкальской обл. Настоящее положение Д. гор до сих пор с точностью не выяснено. По одним, это название принадлежит горам южной части Забайкалья, а другие называют так отрог Яблонового хребта, который тянется между Шилкою и Аргунью и разделяется на два главные кряжа: первый тянется между Шилкою и Газимуром, а другой служит водоразделом Газимура и Аргуни. Оба кряжа параллельны между собою.

Дауры

(даоры, дахор, тагуры) — народ тунгусского племени; живет разбросанно в северной Маньчжурии, где наиболее густое население их встречается по реке Нонни (Нонь-ула) и ее притокам, а также по реке Сунгари и по среднему течению реки Амур, между устьями рек Зеи и Буреи; в последних местностях их селения перемешаны с поселениями маньчжур и китайцев. Первые сведения о Д. получены русскими в XVII в. от казаков, встретивших их в верхнем течении Амура и на р. Зее, начиная от впадения в нее Умлекана. Частые казачьи погромы были причиной переселения Д. за Хинганский хребет, к берегам pp. Нонни и Сунгари; все верхнее и среднее течение Амура совершенно опустело. Д. занимаются хлебопашеством и огородничеством. От долговременного жительства в соседстве монголов, маньчжур и китайцев они физически сильно изменились; при крепком телосложении и высоком росте в чертах лица их проглядывает монгольский тип — почти всегда с косым разрезом глаз, выдающимися скулами и жидкой бородой; но глаза у них большие и круглые, нос менее приплюснутый; форма черепа, насколько можно судить по ограниченному материалу, платибрахицефальная. В языке Д. хотя и есть значительная примесь слов монгольских и китайских, но он более подходит к тунгусскому. Влияние китайцев сильно отразилось на бытовой стороне Д.; от них они переняли постройку жилищ, одежду, религию и проч. Питаются почти исключительно растительной пищей, в кот. буди (просо) играет главную роль; любят пряные приправы — чеснок и красный перец. Молоко коровье и масло не употребляют; место последнего у них заменяет растительное масло, так называемое кунжутное. Ср. Р. Маак, "Путешествие на Амур 1865 г."; Ф. Шперк, "Россия Дальнего Востока" (1885); Л. Шренк, "Об инородцах Амурского края" (1883).

Ф. Шперк.

Даусе-Алинь

(Доуссэ-алин) — см. Хинган.

Даусон

(Джон Вильям Dawson) — известный канадский геолог и палеонтолог. Род. в 1820 г., учился в Эдинбургском университете и, вернувшись на родину, посвятил себя геологическим исследованиям в Новой Шотландии и Нью-Брунсвике. В 1842 г. и 1852 г. он сопровождал Чарльза Лайеля в его экскурсиях и был его деятельным помощником. Результаты своих трудов он изложил в своем "Acadian Geology" (3-е изд. 1878); много также его работ опубликовано в трудах Лондонского геолог. общества и разных специальных журналах. Д. особенно много занимался палеозойской эрой и его "Devonien and carboniferous Flora of Eastern North Аmerica" (изд. в 1870 г. Канадским геол. общ.; иллюстрации дочери Д.) представляет до сих пор самое полное исследование относительно сев.-амер. флоры палеозойской эры. Он первый указал присутствие Eozoon canadense в лаврентьевских известняках и описал его вместе с Карпентером в 1865 г. Из других его соч. важнейшие: "Archaia, or Studies on the Cosmogony and Natural History of the Hebrew Scriptures" (1858); "The Story of the Earth and Man" (1872), где он выступает против теории Дарвина о происхождении видов; "The Dawn of life" (1875); "The origin of the World" (1877); "Fossil Men and their Modern Representatives" (1878); "The Chain of Life in Geological Time" (1880). Труды Д. доставили ему большую известность в обоих полушариях, где он состоит членом многих обществ. В 1855 г. он был назначен вице-канцлером Монреальского унив., в 1882 г. избран в президенты Канад. королевского общества. В 1883 г. он путешествовал по Сирии и Египту, и написанная им затем популярная "Egypt and Syria, their Geology and Physical Geography in relation to Bible history" имела большой успех. В 1886 г. он председательствовал на Бирмингемском съезде и произнес зaмечaтельнyю речь относительно геологической истории Атлантического ок. Новейшие его труды: "Modern Science in Bible Lands" (1888); "The Geological History of Plants" (1888); "Modern Ideas of Evolution" (1890). — Его сын, Джорж Д., тоже натуралист и геолог, род. в 1849 г. В 1870 г. появился его отчет исследования страны между оз. Вудс и горами Рокки, под загл.: "Geology and Resources of the 49 h Parallel", после чего преимущественно занимался геологическими исследованиями в СЗ территории и Британской Колумбии по поручению Канадского геологического института (Geological Survey of Canada). Важнейшие из его сочинений: "On the Superficial Geology of the central Region of North America", "On a New Species of Loftusia", "On the Occurrence of Foraminifera, Coccoliths etc. in the cretaceous Rocks of Manitoba", "On the mikroscopic structure of certain Boulder-Clays etc.", "Sketch of the Geology of British Columbia". Результаты его трудов опубликованы в "Quarterly Journal" геолог. общества, в отчетах Канадского корол. общества, в "Canadian Naturalist", "Canadian Record of Science" и др. С 1890 г. он президент естеств.-историч. отделения Канадского королевского общества.

Даусон-Сити

(Dawson City) — город на СЗ Канады, в территории Юкон, близ границы Аляски, на правом берегу реки Юкон. Основан в 1896 г., одновременно с открытием золотых россыпей на берегу реки Клондайк. В 1898 г. Д.-Сити имел около 10000 жителей, в 1899 г. — 35000, а в 1900 г. — лишь 4600. Много церквей, больница, электрическое освещение, трамвай, телеграф, школы и газеты.

Даусоновский газ

— см. Давсоновский газ.

Дауценберг

(Иоанн Михаил Dautzenberg, 1808-1869) — фламандский поэт и филолог, один из деятельнейших борцов за права фламандского языка. Из его трудов выдаются: "Beknopte Prosodia der nederlandsche Spraek" (1851); "Volksleesboek" (1854) и "Verhaien nit de geschiedenis van Belgie" (1856). Влияние нем. литературы сказалось на его стихотворениях "Gedichten" (1850) и "Verspreide en nagelatene Gedichten" (1869). Д. переводил много с французского и немецкого на фламандский и обратно. Ср. J. von Duringsfeld, "Von der Scheide bis zur Maas" (1861).

Дафар

(Dhafar, Dafar или Zbafar) — несколько древних селений в южной Аравии. Одно, под названием Сафар, упоминается в книге Бытия; Плиний и Птолемей называют Сафар главным городом у гомеритов; в VI в. царь Аксума завоевал его и ввел христианство. Поблизости были в 1810 г. найдены гимьяритские надписи. Другой Д. находится в юго-восточной части Аравии, на восточной оконечности Гадрамаута; был цветущим большим городом до разрушения его португальцами в 1526 г. Теперь жители Д. (1500 человек) торгуют ладаном, копаловой смолой, алоэ и драконовой кровью.

Дафна

(греч. "лавр") — в греческой мифологии дочь аркадского речного бога Ладона (или Амикла, или фессалийского Пенея) и Геи, одновременно любимая Аполлоном и Левкиппом, сыном царя Эномая. Последний, переодетый девушкой, следовал за Д. в числе ее подруг, но по внушению Аполлона вздумал купаться, был узнан и убит нимфами. Д., убегая от преследовавшего ее Аполлона, была принята матерью и превращена в лавровое дерево.

Дафне

— см. Волчник.

Дафнетин

— см Лактоны и Фенолы.

Дафнефории

— праздник, совершавшийся каждые 9 лет в Дельфах, Темпейской долине и Беотии в честь Аполлона (в память его покаяния в убиении Пифона). Во главе праздничного шествия красивый мальчик (дафнефор) нес масличную ветвь, обвитую 365 лавровыми и цветочными венками; на вершине ветви был большой шар с прикрепленными к нему маленькими шарами, а на середине — шар средней величины (символически — солнце, луна и планеты).

Дафниды

— семейство ракообразных из отряда ветвистоусых (Cladocera). О размножении Д. (гетерогонии) — см. Ветвистоусые.

Дафнин

— см. Глюкозиды.

Дафнис

— прекрасный юноша, герой сицилийской буколической поэзии. Сын Гермеса и местной нимфы, любимец богов и в особенности муз, он пас свои стада на склонах Этны и в других местах Сицилии, забавляясь игрою на сиринксе и пением им изобретенных буколических песен. В цвете юности постигла Д. внезапная смерть. Он умер, оплакиваемый пастухами, стадами своими и всею природою. Вокруг его страданий и смерти вращаются все главные сказания и песни о Д. В более древней версии, источником которой был Стесихор, Д. умер вследствие мести своей возлюбленной нимфы Наиды или Номии. Он обещал ей не сближаться с другой женщиной, но был однажды опьянен и увлечен к нарушению обета одной царскою дочерью. Нимфа в отмщение за это ослепила его. Д. блуждал, ища облегчения в музыке и пении, пока, наконец, не бросился со скалы в море (или сам не был превращен в скалу). Гермес взял его на небо, а на месте его погибели вызвал из земли источник, у которого сицилийцы ежегодно приносили жертвы. В более поздней версии, представителем которой является Феокрит (1 и 7 идиллии), Д. умирает от безнадежной любви к некоей Ксении. Эта безнадежная страсть вну шена ему Афродитой, мстящей за то, что Д. не хотел полюбить девушку, назначенную ему богиней. Вергилий воспевает в 5-й эклоге под именем Д. Юлия Цезаря.

А. Щ.

Дафнит

— минерал из группы хлорита, концентрически-скорлуповатые, лучисто-листоватые или плотные мелкозернистые агрегаты зеленого цвета; мягкий; удельный вес 3,17. Химический состав: 23½% SiO 2, 39% FeO, Аl 2 О 3, немного MgO и совсем нет Fe 2O3. Pensance в Корнваллисе.

Дафния

или водяная блоха — мелкие ракообразные, во множестве встречающиеся в наших пресных водах. К семейству Д. относятся роды Daphnia, Moina и др. с многочисленными видами; величиною от 0,5 до 2,5 мм. См. Ветвистоусые.

Дахаб

— название, которое дают в Абиссинии крупной серебряной западноевропейской монете (обыкновенно итальянским скуди или немецким талерам).

Дахель

или Вах-эд-Дахле, т. е. внутренний Оазис — самый цветущий из Ливийских оазисов, в 6 днях пути к З от долины Нила; состоит из плодородных участков, разделенных пустынными пространствами. Поверхность — 550 кв. км, население — 17000; главное местечко с 1500 жит. — Эль-Казр, с развалинами храма Аммона. Вода (36° Ц, богатая минеральными веществами) в обилии доставляется многочисленными колодцами и обусловливает роскошную растительность. Разводится пшеница, ячмень, рис, дурро, финики и др.

Дахлак

или Дахалак — архипелаг в Красном море, недалеко от абиссинского берега, к В от гавани Массовы, состоящий из скал и мелких островов (около 100), лежащих вокруг острова Д.-эль-Кебир. Д. служит центром рыболовства в южной части Красного моря. Почва — полувыветрившийся мадрепоровый известняк; много пресной воды; прекрасный климат. Жители (1500 человек), родом из Самхары, платят оброк турецкому паше, занимаются ловлей рыбы, жемчуга, черепах, губок, мореходством и скотоводством. Местечко Д. замечательно кладбищем с куфическими надписями. Здесь была найдена адулитанская надпись.

Дахна

(Dahna) или Дехма, т. е. красная — песчаная пустыня в Южной Аравии, величиною 132000 кв. км, граничащая с Йеменом, Гадрамаутом и Оманом. По мнению Пэльгрэва, толщина песчаного слоя до 120 м, и он покоится на твердой породе. Господствующий вост. ветер нагромождает высокие песчаные гребни, тянущиеся с С на Ю. Переход в Неджед с берегов Персидского залива возможен без большой опасности лишь в одном месте.

Даховский посад

— см. Сочи.

Дацан

— монастырь бурят-буддистов в Восточной Сибири, служащий местопребыванием ламайского духовенства и являющийся как бы центром прихода. Официально возникновение Д. относится к 1773 г., когда бурятам разрешено было в каждом роде иметь свой Д. и узаконенное число духовенства. В 1773 г. был построен Ходонский Д., в 1783 г. Тугнуйский. В 1795 г. был основан Анинский Д., в 1811 г. Агойский, в 1821 г. Цугельский. В 1822 г. у бурят, по официальным сведениям, считалось 19 Д. с 2532 ламами. По сведениям, доставленным самим ламайским духовенством в 1846 г., у бурят насчитывалось тогда 34 Д., 144 отдельных храма и 4509 лам. Высочайше утвержденное 15 мая 1853 г. Положение о ламайском духовенстве Вост. Сибири установило штат из 34 Д., одного бандидо-хамбы, или первенствующего ламы, 34 шуретуев, или настоятелей Д., 216 лам и 34 бандий и ховараков. Сооружение новых Д. строго воспрещено. Из этих 34 Д. два (Тункинский и Аларский) находятся в Иркутской губернии, остальные — в Забайкальской области. Резиденцией бандидо-хамбы служит Гусиноозерский дацан (см.); при этом Д. различные мастерские и буддийская школа с 10-летним курсом, в которой изучаются языки монгольский и тибетский, тибетская медицина, астрономия с астрологией, буддийское богословие и философия.

Даций

(Datius) — архиепископ миланский с 527 года; умер в 552 или 555 г. После взятия Милана готами Д., державший сторону византийцев, бежал в Константинополь, был милостиво принят Юстинианом Великим, но впоследствии подвергся опале, отказавшись подписать церковный декрет Юстиниана, несогласный с убеждениями Д. Его ошибочно называют автором хроники Милана ("Chronica rerum Mediolanarum"), составленной многими летописцами.

Дацит

или кварцевый андезит — общее обозначение для разнообразных андезитов (см.) с существенным содержанием кварца. Это — неовулканические порфировые эффузивные изверженные породы и лавы, состоящие из кварца, плагиоклаза (микротипа), одного или нескольких представителей из группы роговой обманки, пироксена, биотита и вулканического стекла в большем или меньшем количестве с примесью разных составных частей, всегда присутствующих в лавах, как-то: магнитный железняк, апатит и т. п. По структуре и относительному количеству аморфного кристаллизационного остатка различают: 1) гранито-порфировые Д. с полнокристаллической основной массой, 2) фельзитовые Д., 3) андезитовидные Д. и 4) витрофировые с почти чистостекловатой основной массой. По составу Д. распадаются на роговообманковые, биотитовые, авгитовые и несколько более мелких разностей. Д. — кислые плагиоклазовые породы со средним содержанием SiO2 в 66% (см. таблицу изверженных горных пород в статье Горные породы). Д. очень распространены в Венгрии, Зибенбюргене, Малой Азии, Японии, Сев. Америке, в Крыму, на Кавказе и т. д.

Ф. Лев.-Л-нг.

Дача, в межевом законодательстве

— термин действующего межевого законодательства, единица генерального межевания, пространство земли, обведенное при генеральном межевании круговыми межами и приуроченное не к именам владельцев, но к именам сел, деревень и пустошей. Происхождение этого названия коренится в поместной системе, при которой государь раздавал земли за службу, причем в одной и той же местности зачастую отводились земли различным лицам, без указания границ их владений в натуре. Отсюда чрезвычайное обилие Д., принадлежащих нескольким владельцам, между собою неразмежеванным. См. Межевание, Чресполосное владение. О числе Д. по отдельным губерниям см. Генеральное межевание. Под дачей крепостной инструкция генерального межевания 1765 г. разумела землю, на которую владелец имел крепостные акты. Д. лесная — см. Лесная дача.

Дача, мера отпуска

— 1) В военных законах Д. означает количество провианта, отпускаемого военнослужащим нижним чинам. Д. бывает обыкновенная, половинная, усиленная и уменьшенная. — 2) Д. корма и соли скоту — см. Корм скота.

Дачи

— см. Даточные книги.

Дачицкий

(Микилаш, из Геслова, Dačicky z Heslova) — чешский писатель (1555—1626). Д. отличался неукротимым нравом, имел много поединков. Он оставил исторические записки: "Pamèti", где пользовался старыми летописями, родовыми "памятями", а за годы 1575—1626 рассказывает собственные воспоминания; ему тоже принадлежит стихотворная книга "Prosto pravda" — собрание песен, поучений, сатирических обличений, заключающих в себе иногда любопытные бытовые черты времени, но по форме не важных. "Pamèti" изданы в 1879 г., отрывки из "Просто правды" — в "Čаsорis Мusea Českého" 1854 г.

Дачицы

(чешск. Dačice, нем. Datschitz) — город в Моравии, на реке Моравской Дые, с населением (1890) в 2629 человек, преимущественно чешского племени. Соборный храм св. Лаврентия 1775-78 гг. с прекрасными фресками Иосифа Винтергальтера; старинный замок с интересными развалинами (от XV столетия): свекловично-сахарный завод, один из самых больших в Моравии.

Дачные колонии

— см. Детские колонии.

Даш

(графиня Dash) — пceвдoним маркизы Габриэль-Анны Пуалон-де-Сен-Марс, (1804-72). Начала писать, потому что промотавшийся муж ее умер, оставив ее в бедности. Обладая наблюдательностью и хорошо зная франц. историю, Д. написала ряд романов бытовых и полуисторических, имевших успех. Всего лучше ей удавалось изображение великосветской жизни; всего слабее ее романы мелодраматического характера. Лучшие из ее романов, многие из которых сильно читались и в русск. перев.: "Jeu de la reine" (1839); "Les bals-masqués" (1842); "Le comte de Sombreuil" (1843); "Les amours de Bussy-Rabutin" (1860); "La dernière favorite" (1855); "La belle aux yeux d'or" (1860); "Les soupers de la régence" (1865); "Comment tombent les femmes" (1867); "Les aventures d'une jeune mariée" (1870) и "La chambre rouge" (1870).

Даша-бала

— десять могуществ, или форм мудрости, которыми обладает Будда: 1) мудрость, понимающая, что знание необходимо для правильного исполнения каждого особого долга в любом положении; 2) знающая результат или последствия кармы (моральный поступок, акт); 3) знающая дорогу к достижению нирваны; 4) видящая различные шаквалы (системы миров); 5) познающая мысли других существ; 6) знающая, что органы чувств не тождественны с самим я; 7) знающая чистоту, достигаемую путем упражнения в дхьяна (абстрактное мышление); 8) знающая, где каждый был рожден в его прежних формах существования; 9) знающая, где всякий родится в будущих формах жизни; 10) знающая, каким образом могут быть побеждены последствия кармы. См. S. Hardy, "A manual of Buddhism" (2 изд. Л. 1880).

С. Булич.

Даша-данду

— десять запрещений, которые должны быть изучены буддийским монахом во время его искуса: 1) запрещается есть после полудня; 2) смотреть танцы, слушать музыку или пение; 3) употреблять украшения или благовония; 4) употреблять сиденье или ложе выше одного локтя; 5) принимать золото, серебро или деньги; 6) прибегать к какому-нибудь обману, чтобы помешать другому жрецу получить то, на что он имеет право; 7) прибегать к обману с целью повредить другому жрецу или поставить его в опасное положение; 8) прибегать к обману с целью добиться изгнания другого жреца из общины; 9) говорить дурно о другом жреце; 10) клеветать и злословить, для возбуждения несогласий между жрецами одной и той же общины. Проступок против первых пяти запрещений может быть прощен, если виновный принесет песку и посыплет им двор вигары (см.), а проступок против последних пяти искупается временным изгнанием. См. Hardy, "The eastern Monachism". (Л., 1850).

C. Булич.

Дашев

— местечко Киевской губернии, Липовецкого уезда. Жителей 5527. 2 православных церкви, римско-католическая каплица, синагога и 2 еврейских молитвенных школы. Торговый пункт и несколько промышленных заведений, больница, аптека, базары через 2 недели, ярмарка. Д. памятно по упорному делу, происходившему около него 2 мая 1831 г. между отрядом генерала Рота и польскими повстанцами под предводительством отставного генерала Колышко. Поляки были наголову разбиты, потеряли всю свою артиллерию, и этим решительным ударом сразу было подавлено восстание в юго-западных губерниях.

Дашери

(Иоанн Лука d'Асhеrу) — французский богослов (1609—1685), был монахом и библиотекарем в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пpe. Ему принадлежит первое издание письма Варнавы (Париж, 1645), старинной биографии и полного собрания сочинений Ланфрана кентерберийского (Пар., 1648), сборника средневековых сочинений: "Specilegium veterum aliquot scriptorum, qui in Galliae Bibliothecis, maxime Benedictorum supersunt" (Париж,1665-77, новое дополненное издание де ла Барра, Париж, 1724) и др.

Дашинский

(Игнатий Daszinsky) — австрийский политический деятель (род. в 1866 г.), по происхождению поляк из Галиции, сын мелкого полицейского чиновника. С гимназической скамьи добывал хлеб уроками и литературной работой. В качестве учителя переехал в Россию, где провел 6 месяцев в Петропавловской крепости. В 1891 г. вернулся в Галицию. Там он вел социалистическую агитацию среди рабочих, преимущественно польских; руководил политическими и профессиональными рабочими союзами; редактировал газету "Rabotnik" в Лемберге, еженедельный журнал "Naprzod" в Кракове и др. Много раз судился за политические преступления, несколько раз сидел в тюрьме. Как замечательный оратор, прекрасно владеющий польским и немецким, хорошо — французским и русским языками, как замечательный организатор, он приобрел громадную популярность среди польских и вообще австрийских рабочих; не раз его называли австрийским Лассалем. Вместе с Виктором Адлером (см. соотв. статью; в этой статье ошибочно годом рождения назван 1870, вместо 1850) Д. является создателем и руководителем австрийской социал-демократии. В 1897 г. он избран в Кракове в 5 курии (всеобщего голосования) в рейхсрат; в 1901 г. переизбран. Он является лидером социал-демократии и замечательнейшим оратором рейхсрата. Будучи социал-демократом, он, однако, далеко не чужд польских националистических стремлений; в силу этого он поддерживает близкие отношения с польской социалистической партией. Он горячо отстаивает права всех национальностей на сохранение своей культуры и на известную политическую самостоятельность.

В. В—в.

Дашицы

(чешск. Dašice, нем. Daschitz) — город в Чехии, на реке Лучне. Жителей (1890) 2104, чехи; сахарный и пивоваренный заводы.

Дашкевич, Евстафий

или Дашкович — по некоторым известиям происходил из простонародья, из города Овруча. В самом начале XVI столетия Д. упоминается, как воевода великого князя литовского и наместник кричевский. Вскоре Д. со многими литовскими дворянами бежал в Москву и поступил на службу к вел. кн. Василию Ивановичу, который послал его в 1508 г. с войском на помощь восставшему против литовского вел. кн. Михаилу Глинскому. После неудачного исхода предприятия Глинского Д. передался Сигизмунду I и был на Украине старостой черкасским и каневским. На обязанности старост в украинных поветах лежала в то время забота об охранении границ от набегов крымцев. Для этой цели Д. весьма удачно воспользовался запорожскими выходцами-казаками и успел сосредоточить в своих руках значительную военную силу, которая оказала немалые услуги в борьбе его с татарами. Д. оставался главным распорядителем малорусских казаков до самой своей смерти (1536); ему, главным образом, обязано казачество своим упрочением, как военное сословие. На Городенском сейме (1522) Д. выступил с предложением застроить днепровские о-ва замками и содержать там постоянные гарнизоны из пеших и конных казаков; но предложение это не было осуществлено. Д. был строителем города Чигирина. Деятельность Д. как организатора казачества послужила поводом для некоторых историков Малороссии ошибочно считать его первым казацким гетманом или первым запорожским атаманом.

Е. К.

Дашкевич, Николай Павлович

— профессор истории всеобщей литературы Киевского университета. Родился в 1852 г. Учился на историко-филологическом факультете того же университета. В 1877 г. признан магистром всеобщей истории литературы. Читал лекции на киевских Высших женских курсах. Напечатал: "Княжение Даниила Галицкого по русским и иностранным известиям" (1873 г., из "Киевск. унив. известий"), "Болоховская земля и ее значение в русской истории" ("Труды 3-го археологического съезда" и отд.), "Из истории средневекового романтизма. Сказание о св. Грале" (1876), "Постепенное развитие науки истории литературы и современные ее задачи" (1877), "Литовско-Русское государство, условия его возникновения и причины упадка" ("Киев. унив. изв." 1882 и 1883), "Былины об Алеше Поповиче и о том, как не осталось на Руси богатырей" (там же, 1883 г.), "Происхождение и развитие эпоса о животных" (там же), "Романтика Круглого Стола в литературах и жизни Запада" (вып. 1-й, Киев, 1890 г.). В одном из отчетов о присуждении Увар. наград помещен обширный и чрезвычайно ценный разбор Д. "Ист. укр. лит." Петрова.

Дашкевичи

— русские дворянские роды литовского происхождения. Первый из них, герба Корибут, упоминается уже в 1476 г. К нему принадлежит Евстафий Д. (см.). С начала XVII в. Д. стали присоединять к своей фамилии приставку Корибут. Игнатий Д. был последним каштеляном мстиславским (1791). Род Д. разделился на шесть ветвей, внесенных в VI и I части родословной книги Виленской, Волынской и Минской губерний. Другой род Д., герба Лелива, происходит от полковника войск польских Зенона Д. (1713) и внесен в I часть родословной книги Витебской губернии.

В. Р.

Дашков, Василий Андреевич

и Дашковский музей. — Имя Д. связано с рядом научных предприятий на пользу русской этнографии. В 1842 г. он составил "Описание Олонецкой губернии". Впоследствии, состоя помощником попечителя Московского учебного округа, Д. деятельно заботился о пополнении скудной этнографической коллекции московского Публичного и Румянцевского музеев. В это время сложилась у Д. мысль об основании в Moскве специального музея русской этнографии — мысль, осуществившаяся благодаря предпринятой московскому Обществу любителей естествознания русской этнографической выставке. Задуманное по обширной программе и требовавшее затраты крупных средств, это предприятие при самом начале встретило немало затруднений, которые были в значительной степени устранены благодаря содействию Д. Он предложил необходимые для устройства выставки средства, с тем условием, чтобы по окончании последней предметы этнографические поступили в собственность моск. Публичного музея. Они и вошли в состав Дашковского этнографического музея, устроенного при содействии Общества любителей естествознания при Моск. унив. Благодаря умело направленной и энергичной деятельности председательствуемого Д. организационного комитета, успех Моск. этнографической выставки 1867 г., привлекший и славянских гостей, превзошел самые смелые ожидания. После закрытия выставки комитет ее передал московскому Публичному музею, директором которого в то время состоял Д., 288 художественно исполненных манекенов племен России и славянских земель, до 450 №№ костюмов, до 1200 №№ предметов домашнего быта и до 2000 рисунков и фотографий. С тех пор благодаря постоянной заботливости Д. этнографический моск. музей значительно пополнился по всем отделам и как по богатству коллекций, так и по систематическому их размещению служит незаменимым пособием для изучения внешнего быта множества племен, в нем представленных. По заказу Д. исполнены и раскрашены фотографические, крупных размеров снимки со всех манекенов, входящих в состав музея, составляющие единственный в своем роде альбом народностей России и Славянских земель. По поручению Д. было предпринято хранителем музея, проф. Вс. Миллером, "Систематическое описание коллекций музея" (вышли 3 вып.). На личные средства директора производился и ремонт коллекций, и приобретение многих бытовых предметов, и издание ряда полезных научных трудов, из которых главные: "Сборник антропологических и этнографических статей о России и странах ей прилежащих" (кн. I-II, М., 1868-73); "История русской жизни с древнейших времен", написанная, по предложению Д., И. Е. Забелиным (ч. I-II, M., 1876-9); "Материалы для исторического описания Румянцевского музея" бывшего библиотекаря музея К. И. Кестнера (М., 1882); "Сборник материалов по этнографии", под редакц. В. Ф. Миллера (вып. I-III, M., 1886-8). В течение многих лет Д. материально поддерживал научные предприятия этнографического отдела общества любителей естествознания. С именем Д. связано и устройство в московском Публичном музее особой галереи: Дашковское собрание изображений русских деятелей. В память пятидесятилетия Румянцевского музея, справлявшегося 28 мая 1882 г., Д. пожертвовал музею капитальное собрание изображений русских деятелей, выполненное его заботами в течение шестнадцати лет. Собрание это состояло в то время из 248-х портретов в натуральную величину, в два тона, скопированных с лучших подлинников такими художниками как Крамской, Репин, Васнецов, Загорский и др. С тех пор число портретов, исполняемых по заказу Д., постоянно пополнялось и в настоящее время превышает цифру 300.

Дашков, Василий Андреевич (дополнение к статье)

— директор Московского публичного и Румянцевского музеев; умер в 1896 г.

Дашков, Дмитрий Васильевич

(1784—1839) — государственный и литературный деятель, воспитанник московского университетского пансиона; с 1801 г. служил в архиве министерства иностранных дел, с 1810 г. в министерстве юстиции, с 1816 г. снова в министерстве иностранных дел, а в 1818—1820 г. состоял при нашей миссии в Константинополе, где в то время погибло много греков, в том числе патриарх Григорий (см.). Д. обнаружил при этом большую смелость и ловкость и не одно греческое семейство спас от смерти. Статс-секретарь с 1826 г., Д. с 1829 г. управлял министерством юстиции, а в 1832 г. утвержден был министром; в 1839 г. назначен членом государственного совета и председателем департамента законов. В молодости Д. вращался в литературных сферах, где мнение его пользовалось авторитетом. Пушкин посвятил ему в 1814 г. послание: "Мой милый друг, в стране, где Волга наравне с брегами протекает..."; И. И. Дмитриев поручил ему издать "Певца в стане русских воинов" Жуковского, к которому Д. написал примечания, печатаемые с буквами Д. Д. Большой знаток русского языка, Д. выступил передовым бойцом в знаменитом споре о старом и новом слоге и в своем разборе "Двух статей из Лагарпа" (в "Цветнике" 1810 г.), особенно же в своей остроумной книжке "О легчайшем способе возражать на критику" (СПб. 1811) между прочим доказал, что некоторые примеры, приводимые Шишковым из старинных книг как красоты славянского языка, суть не что иное, как буквальный перевод с греческого, противный словообразованию славянского языка. Насмешка, меткая, но не злобная, была любимым его оружием. В 1812 г. оружие это привело к исключению Д. из Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, в котором он одно время состоял председателем. Д. протестовал против избрания в почетные члены общества известного графа Д. И. Хвостова, но, вынужденный уступить большинству, приветствовал Хвостова торжественно-комической речью, в которой слогом "Беседы" иронически превозносил его творения. Хвостов на другой же день пригласил Д. на обед и дал ему понять, что понял насмешку, но не сердится; общество, однако, нашло, что Д. оскорбил сочлена своего и потому, на основании устава, подлежит исключению. Речь Д. с др. документами, относящимися к этому делу, напеч. Н. С. Тихонравовым в "Русск. старине" 1884 г. № 7. Впоследствии Д. был усерднейшим членом Арзамаса (II, 76-78). Издал соч. "Афонская гора. Отрывок из путешествия" (СПб. 1824; из "Северных Цветов"). Человек большого ума, обширных знаний и твердых убеждений, Д. в то глухое время не мог вполне обнаружить свои недюжинные дарования. Как министр юстиции, он был по необходимости только хранителем законов, но в этой своей роли был непоколебим и стоек до самоотвержения; так, он имел мужество представить императору Николаю о взятии обратно одного высочайшего повеления, которое прислано было ему для обнародования, но противоречило существующим законам. Поборник гласного судопроизводства, Д. хотел ввести по крайней мере адвокатуру; но все подобные начинания его встречались с непреодолимыми препятствиями. О. Д. ср. Иванов, "Опыт биографий генерал-прокуроров и министров юстиции" (СПб. 1863); Дмитриев, "Мелочи из запаса моей памяти" (М. 1869).

Дашков, Дмитрий Дмитриевич

(умер в 1901 г.) — писатель, сын министра юстиции Дм. Вас. Д. (см.); образование получил в СПб. университете, на историко-филологическом факультете, где кончил курс в 1861 г. Служил три трехлетия гласным рязанского земства и оказал большие услуги земскому делу. Позднее был председателем уфимской земской управы. Д. напечатал: "Каких учительских семинарий нам не нужно?" (М., 1878); "Земское дело"; "Несколько слов о начальных народных училищах" (М., 1871); "Курсы для взрослых" (Рязань, 1889) и др. Кроме того напеч.: ряд статей в "Журн. Мин. Нар. Просв.", "Учителе", "Современной Летописи", "Беседе в обществе любителей российской словесности", "Голосе", "Беседе" (С. А. Юрьева), "Вестнике Европы" и др.

Дашкова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дашковка

— местечко Могилевской губернии, Старо-Быховского уезда; расположено недалеко от реки Днепр, при озере Устиновке. В 1812 г. около Д. происходило сражение генерала Раевского с корпусом маршала Даву. Жителей 465. 2 православных церкви, еврейский молитвенный дом, школа.

Дашковцы

— села Подольской губернии: 1) Литинского уезда, возвышается на 1052 фт. Жителей 2073. — 2) Ушицкого уезда, жителей 8609; школа; развито садоводство, 15 дес. под садами.

Дашковы, русский дворянский род

— происходит от выехавшего в начале XVI века из Большой Орды в Москву "мужа честна" Дашка, получившего при крещении имя Даниила. Петр Григорьевич и Авксентий Яковлевич Д., воеводы, за участие в московском осадном сиденье 1608 г. пожалованы вотчинами. Игнатий Денисович, выборный от алексинских дворян, подписал акт избрания на престол царя Михаила Феодоровича (1613). Андрей и Василий Яковлевичи были думными дворянами при царях Феодоре, Иоанне и Петре. Многие Д. были в XVII в. стряпчими, стольниками и воеводами на второстепенных воеводствах. Стольник Алексей Иванович (ум. в 1733 г.) был резидентом в Польше (1712 15) и посланником в Турции (1718-23), где заключил (1723) мирный трактат. Георгий Д. был архиепископом ростовским (см.). Дмитрий Васильевич Д. (см.) был министром юстиции, а брат его Андрей — сенатором. Один из сыновей Д. В., Дмитрий Дмитриевич, принадлежит к числу выдающихся земских деятелей Рязанской губ.; особенно много он потрудился для дела народного образования. О сыне Андрея Васильевича, Василии, см. выше. Андрей Яковлевич (ум. в 1836 г.) был посланником в Вашингтоне (1811—17); сын его, Яков Андреевич (1803-72) — ДТС. и посланником в Швеции, а из внуков Павел Яковлевич (р. 1849) известен как библиофил и собиратель русских гравюр. — Род Д. внесен в VI часть родословной книги Московской, Нижегородской и Рязанской губ. ("Гербовник", II, 71).

В. Р.

Дашковы, русский княжеский род

— русский княжеский род, происходит от Александра Святославовича, прозванного "Дашек", брата последнего князя смоленского Юрия (1404). Из его потомков князь Иван Иванович был окольничим в правление Софии Алексеевны. Князь Михаил-Кондратий Иванович (1736-64), камер-юнкер и вице-полковник лейб-кирасирского полка, был женат на известной графине Екатерине Романовне Воронцовой (см.). Со смертью сына их, генерал-лейтенанта кн. Павла Михайловича, в 1807 г. род Д. пресёкся, и фамилия их передана гр. Ивану Илларионовичу Воронцову (см. Воронцовы-Дашковы).

В. Р.

Дашур

— см. Пирамиды.

Даяки

или Дайаки — племя малайской расы, населяющее остров Борнео и составляющее коренное его население в отличие от собственно малайцев, явившихся здесь позже. Название "даяк" (англ. dyak) дано малайцами (с острова Явы), которые, обладая более высокой культурой и исповедуя ислам, относятся с пренебрежением к язычникам Борнео. Д. распадаются на ряд племен (по некоторым известиям — до 100) с 20-30 различными языками или наречиями. В общей сложности число их едва ли превышает миллион. Д. красивее малайцев: выше ростом, имеют более светлый цвет кожи, более выдающийся нос и более высокий лоб; волосы у них прямые, длинные, черные, растительность на лице слаба (притом ее выщипывают); зубы подвергаются чернению, подпиливанию или продырявлению (для вставления в них кусочков золота); у некоторых племен существует обычай искусственного деформирования голов младенцев. Весьма распространен обычай татуировки. В горных местностях нередко встречаются зобатые. Жилища Д. устраиваются на сваях, над землей, и в них влезают по столбам с зарубками. Каждая хижина служит для помещения многих семейств, живущих обыкновенно весьма дружно между собою, перед хижиной устраивается обширный крытый помост, на котором работают, разводят огонь и т. д.; собственно хижина, подразделенная на отдельные комнаты по числу семей, служит для сна и для хранения имущества. Молодые люди живут в обширном общем помещении, служащем в то же время гостинницей для приизжих, залой совещаний, рынком и биржей. Здесь же хранятся обыкновенно и засушенные черепа, часто украшенные вставленными в глазницы раковинами и пользующиеся суеверным почитанием. Об обычае охоты за человеческими головами, а также об одежде Д. см. Борнео. Д. не могут быть названы, строго говоря, дикарями. Внутри страны есть, говорят, какие-то полудикие их племена, живущие главным образом охотой и не чуждающиеся, будто бы, даже людоедства; но большая масса Д. живет оседло, имеет собак, свиней и кур, возделывает рис, сахарный тростник, бананы, хлопчатник и табак, готовит себе хорошее железное оружие и хозяйственные орудия, режет искусно из дерева, плетет корзины и циновки, имеет лодки, духовые трубки для метания стрел, выказывает художественный вкус в узорах и изображениях (напр. — различных зверей на могильных памятниках, домах, лодках и т. д.). В умственном отношении, а особенно в нравственном, Д., по общим отзывам, стоят выше малайцев. Воровство и убийство (с корыстною целью) у них почти неизвестны; они честны, добродушны, приветливы, доверчивы, что и облегчает торговую эксплуатацию их малайцами и китайцами, которые в обмен на продукты их страны (гуттаперчу, кокосы, ротанг, саго и т. д.) доставляют им бумажные ткани, бусы, медные изделия, соль и т. п. О религиозных представлениях Д. известно мало; по некоторым известиям, они почитают бога верхнего света, "Джат", и нижнего, или подземного — "Саньджан"; кроме того, верят в бесчисленных духов, большею частью злых. Те Д., которые живут по соседству с малайцами, усвоили себе некоторые зачатки ислама, а другие подвергаются через китайцев влиянию буддизма. На острове теперь до 30000 китайцев и около 200000 помесей их с даяками. Умершие хоронятся в выдолбленных древесных стволах, которые ставятся в лесу на высоких подмостках; у некоторых племен существует обычай сжигания трупов. В родственных отношениях и наследовании у Д. замечаются следы материнства. Женившись, даяк переходит в дом тестя и относится с большим уважением к последнему, чем к собственному своему отцу.

Д. А.

Даяр

— селение на дороге из Баязета в Эрзерум. 9 июня 1877 г. отряд генерал-лейтенанта Тергукасова, расположившийся на позиции у Д., был здесь атакован значительно превосходным турецким отрядом Мухтара-паши, который хотел воспользоваться отдаленностью главных сил нашего кавказского корпуса, оставшихся под Карсом, и, овладев проходами Дели-баба, нанести решительный удар Тергукасову. Сражение открылось во 2 часу пополудни артиллерийским огнем, от которого турки понесли большие потери. В 4,5 ч. неприятель двинулся в атаку, направляя главные усилия против нашего правого крыла; но нападения его на всех пунктах были отбиты. В 10 ч. вечера бой прекратился.

Двадцатикопеечник

— см. Двугривенный.

Двадцатипятикопеечник

— см. Четвертак и Полуполтинник.

Двадцатипятирублевик

— золотая монета в пять полуимпериалов, битая на спб. монетном дворе в 1876 г. по заказу вел. кн. Владимира Александровича в количестве 100 штук. На лицевой ее стороне государственный орел, а на оборотной, в середине: 25 рублей. 1876; вокруг: "чистого золота 7 золотников, 3 доли". Монета 88 пробы, весом в 7 зол. 64 доли (см. Русские монеты).

П. ф. В.

Двалетия

— см. Имеретия.

Двалишвильский источник

— Кутаисской губернии и уезда, вблизи деревии Сабека, в 35 вер. в Ю от Кутаиса, под 42° с. ш. и 42°42' в. д. от Гринвича. Источник — теплый (28°), сернощелочной. Вытекает в пещере. Устройства никакого.

Дванадесятые праздники

— так называются в церковном уставе 12 особенно чтимых, великих праздников. Одни из них посвящены воспоминанию важнейших событий земной жизни Спасителя (см. Господские праздники), другие посвящены воспоминанию событий из жизни Матери Божией и называются Богородичными. К последним принадлежат: Рождество Пресв. Богородицы, Сретение, Введение во храм Пресв. Богородицы, Благовещение Пресв. Богородицы, Успение Пресв. Богородицы. В дванадесятые праздники богослужение отличается особенной торжественностью и все посвящается празднуемому событию. Вечернее богослужение обыкновенно соединяется с утренним; при всенощном бдении бывает полиелей. Перед праздником, за день или за несколько дней, бывает предпразднество, а после того — попразднество, когда в тропарях и ирмосах канона воспевается празднуемое событие. В церковном уставе и в святцах дванадесятые праздники отмечаются особым знаком: красным крестом в красном круге.

П. В.

Двейт, Теодор Вильм

(Dwight) — выдающийся американский юрист. Род. в 1822 г.; профессор права в "Columbia college" в Нью-Йорке. Его главнейшие соч.: "Trial by impeachment" (1867); "Prisons and reformatories in the United States"; "Charitable uses" (1863); "Influence of the writings of James Harrington on American political institutions" (1887).

Двейт, Теодор Вильм (дополнение к статье)

(Dwight) — американский юрист; умер в 1892 г.

Двейт, Тимоти

(Dwight) — американский богослов и поэт (1762—1817). Полковым священником участвовал в войне за независимость; по окончании войны получил приход в Гринфильде (штат Коннектикут), где создал первую в стране высшую школу. Из его произведений заслуживают внимания: поэма "Columbia" (1772), "America" (1772), "The conquest of Canaan" (1785), "The triumph of infidelity" (1788), "Greenfield Нill " (1794), "Theology explained" (1818) и "Travels in New-England and New-York" (1821).

Предыдущая страница Следующая страница