Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Д" (часть 52, Дур - Дха)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Д" (часть 52, Дур - Дха)

Предыдущая страница Следующая страница

Дурукули

(Ny ctipithecus) — южно-американская ночная обезьяна. См. Мирикина.

Дурухгуевский караул

(Турухуевский, Чиндан-Турук тож) — Нерчинского округа Забайкальской области, близ рек Борзны и Ононы. 100 дворов, 593 души.

Дурфи

(Том Durfey, собственно D'Urfey, 1638—1723) — английский поэт французского происхождения, автор большого числа комедий, од, сатир, элегий, баллад и песен, которые он сам перелагал на музыку с большим успехом. Лучшие из его комедий: "The siè ge of Memphis", "Madam Fickle", "The plotting sisters" и "B ussy d'Aniboise".

Дус, голландские живописцы

(Van der Does) — фaмилия трех живописцев голландской школы: Якоба старшего (1623—1673) и его сыновей Симона (род. в 1653 г., † позже 1718) и Якоба младшего (1654—1699). 1) Якоб старший — ученик Мойарта, друг Дюжардена, путешествовал в Италии, где подвергся сильному влиянию художника Питера Лара. Группировка и исполнение животных обнаруживает художественный вкус, хотя не вполне близкое знакомство с натурой; пейзаж служит у него только фоном. Якоб Д. был основателем общества Pittura в Гаге и одним из трех его директоров. Несколько картин Якоба Д. есть в Копенгагене и Вене; в Эрмитаже — одна. Влияние итальянской природы сильно сказывается в его произведениях. 2) Симон Д., ученик своего отца и писал в его роде, большую часть жизни провел в Гааге и много бедствовал; путешествовал в Англии. Его картины есть в Гааге, Амстердаме, Копенгагене, в Кушелевской галерее музея СПб. академии художеств. Художник с талантом, но уступает отцу. 3) Якоб Д. младший — ученик Дюжардена и Нетшера, с талантом, исторический живописец; он строго относился к своим работам. Прибыл во Францию с голландским резидентом, обратил на себя большое внимание в этой стране, но через год был убит. — Его картин нет в больших публичных музеях.

Ф. Д.

Дус, озеро Сувалкской губернии

— озеро в Сейненском уезде Сувалкской губернии, шириной 3 и длиной до 8 вер.; общая площадь в 24 кв. вер.; глубиной местами до 2 саж. Д. отличается большим обилием рыбы. Из этого озера берет начало река Давина, впадающая в Шешупу.

Дусе

(Charles-Camille Doucet) — французский драматург, непременный секретарь французской академии. Род. в 1812 г.; дебютировал водевилем "L é once" (1841) в сотрудничестве с Баяром; написал много комедий, имевших успех ("L'avocat de sa cause", "Le baron Lafleur", "Les ennemis de la maison", "Le fruit d é fendu" и др.). Полное собрание его сочинений изд. в 1874 г. Избран в члены французской академии в 1864 г. В ежегодных его отчетах о премированных конкурсных сочинениях он обнаруживает тонкость суждений и часто академический такт; собрание их — "Les concours litt é raires, 1875—1885" представляет интересный обзор литературных явлений, написанный изящно и остроумно.

Дусе (дополнение к статье)

(Charles-Camille Doucet) — французский драматург; умер в 1895 г.

Дусек

(Johann-Ludwig Dusseck или Duscheck) — чешский пианист и композитор (1761—1812). Написал 12 концертов для фортепиано, сонаты, фантазии и несколько духовных произведений. Издал школу для фортепиано на английском языке, переведенную на немецкий и французские языки. В Лондоне были поставлены его две оперы.

Н. С.

Дута

(Dutas — "посол") — низшие божества индийской мифологии позднейшего периода. Их три категории: 1) Шива-дута (послы Шивы), изображаются красными, короткими и толстыми; изо рта торчат два львиных зуба; рук четыре: в одной змея, в другой веревка, в третьей трезубец, в четвертой кружка для вина. При помощи этих послов Шива увозит души своих поклонников после смерти в свое блаженное местопребывание на колеснице-самокатке. 2) Вишну-дута (послы Вишну); цвет их синий; на лбу, руках и груди священный знак вишнуитов, на шее четки, в четырех руках раковина, диск, боевой топорик и палица. Обязанности те же: доставлять души умерших благочестивых поклонников Вишну в его местопребывание. 3) Яма-дута — посланцы Ямы, бога смерти и ада; изображаются белыми, как демоны, со страшными лицами и большими зубами. Четыре руки их держат трезубец, палицу и несколько веревок; за поясами — ножи. Их назначение — доставлять души порочных людей в ад. Когда умирает человек не порочный и не добродетельный, тогда послы всех трех богов вступают в спор из-за обладания его душою.

С. Б—ч.

Дутара

— среднеазиатский струнный инструмент с грифом (ручкой), из рода тамбуров. Д. имеет только две струны; на ручке 15 ладов. Д. входит в состав среднеазиатского оркестра и служит для сопровождения пению и пляске батчей (мальчиков-плясунов). Игрок на Д. называется дутарчи.

М. П.

Дутье

— см. Доменное производство и Фурмы.

Дуумвиры

(Duumviri или Duoviri) — так назывались в древнем Риме два лица, которым государство совместно поручало какое-нибудь дело; название поручения прибавлялось к слову дуумвиры. Уже в древнейшие времена были Duoviri perduellionis judicandae. Позже, во времена республики, назначались Д. для отдачи постройки храма предпринимателю (D. aedi locandae) или для освящения храма (D. aedi dedicandae). С 311 г. до Р. X. стали избирать двух зависимых от консула начальников флота (D. navales). Звание Д. jure (старинная форма дательного падежа вместо juri) dicundo носили высшие администраторы в римских колониях и муниципиях (в последних — чаще Quatuorviri). Они председательствовали в народных собраниях и в заседаниях суда (декурионов), исполняли изданные претором эдикты и, с некоторыми ограничениями, имели право отправления уголовной и гражданской юстиции.

Дуфинка

(Новая, Шумирка) — деревня, бывшая греко-болгарская колония, Одесского уезда Херсонской губернии, на пересыпи, отделяющей Дофиновский лиман (Бююк-Аджалык) от Черного моря. Жителей около 200; спасательная станция; метеорологические наблюдения. Близ Д. большие залежи строительного известняка; развалины древней греческой колонии Скопули.

Дух

— см. Психология.

Дух Журналов

или "Собрание всего, что есть лучшего и любопытнейшего во всех других журналах, по части истории политики, государственного хозяйства, литературы, разных искусств, сельского домоводства и проч." — периодическое издание, выходившее в СПб. в 1815—20 гг. Состоял из следующих отделов: архив исторический и политический; архив государственного хозяйства; архив литературы; новейшие путешествия; галерея славных мужей; дух Екатерины II; наблюдатель отечества; летопись добродетели; отрывки. В 1815 г. вышло 8 книжек; затем "Д. Журналов" выходил еженедельно, а в 1819—20 г. — два раза в месяц. Объявления о журнале делались от "общества издателей", а главным издателем, т. е. редактором, был Г. М. Яценков. Д. Журналов представляет собой заметное явление в истории русской журналистики как по строго определенному и удачному плану, так и по серьезному содержанию. Он старался отвечать на самые жгучие вопросы современности, обращал внимание на экономические и политические потребности России, освещая положение крепостных крестьян и даже касаясь преимуществ представительной формы правления. См. А. Пятковский, "Из истории русской журналистики".

Дух Святой

— третье Лицо Св. Троицы. Св. Писание ясно и несомненно учит о Святом Духе как о Лице, отличном от Бога-Отца и Бога-Сына. Личные свойства Святого Духа изображены евангелистом Иоанном (15, 26): "Он от Отца исходит и Сыном посылается". Догмат о Св. Духе не вдруг получил вполне точное определение. Существенный догмат христианства о Троичности побуждал богословов дать раздельное понятие о Лицах, следовательно, в частности и о Св. Духе, и определить точно Его отношение к Отцу и Сыну. Тертуллиан и Ориген подчиняют Духа Отцу и Сыну, но в то же время возвышают Его, по Его божественной сущности, над всем сотворенным. Никейский Символ утвердил божество Св. Духа, не присоединяя к этому каких-либо особенных определений. Св. Афанасий Великий и вслед за ним св. Василий Великий и Григорий Богослов ясно раскрыли учение о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном. Духоборство, или македонианство, дало повод к торжественному утверждению этого учения, что и было сделано на Константинопольском втором вселенском соборе. Это учение на Востоке закреплено догматикою Иоанна Дамаскина. На Западе учение о Св. Духе в одном пункте было изменено: было признано, что Дух Св. исходит не от одного Отца, но и от Сына, и в этом смысле внесена была прибавка (Filioque) в символ Никео-Цареградский. Впервые это было сделано в испанской церкви, на поместном соборе Толедском, в 589 г. На соборе в Ахене в 809 г. под влиянием Алкуина и Теодульфа Орлеанского исхождение Св. Духа "и от Сына" было признано догматом. Церковь римская не одобряла этого решения, и папа Лев, протестуя против изменения символа, написанный на серебряной доске символ в прежнем, неизмененном виде положил в храме св. Петра с надписью: "Я, Лев, положил это по любви и для сохранения православной веры". Протест этот остался бесплодным; последующие папы приняли мнение Ахенского собора. Патриарх константинопольский Фотий осудил в 879 г. изменение Никео-Цареградского символа, и такое осуждение утвердила вся восточная церковь. Споры между восточными и западными христианами по поводу учения об исхождении Св. Духа вызвали громадную полемическую литературу. Во всех попытках к соединению католиков и православных формула Filioque являлась до сих пор одним из главных препятствий.

Дух Христианина

— духовно-литературный журнал, выходивший ежемесячно в СПб. с сентября 1861 г. по 1865 г.; редакторы-издатели — священники Дм. Флоринский, И. Заркевич, И. Флеров и А. Гумилевский.

Духек

(Adalbert Duchek, 1824—1882) — венский профессор клиники внутренних болезней, занявший место знаменитого Скоды (см.). Д. славилея как прекрасный учитель, точный клиницист, отличный диагност и счастливый практик. Из его многочисленных соч. по внутренней медицине особенной славой пользуются руководства по болезням органов кровообращения, дыхания и пищеварения и мочеполовых органов и монография о цынге.

Г. М. Г.

Духи

(франц. parfum) — есть смесь ароматических эссенций, разбавленная спиртом и применяемая в общежитии для придания ароматического запаха частям платья и тела. Духи отличаются друг от друга не только запахом, но также продолжительностью и силой его. Продолжительность и сила обусловливаются той или другой летучестью; чем вещество духов летучее, тем сильнее оно пахнет и тем скорее прекращается его аромат. При составлении Д. смешивают вещества того и другого характера и стремятся получить смесь, в которой сила и продолжительность запаха были бы уравновешены. Какого-либо прочного основания для получения того или другого аромата при составлении Д. нет, и все дело зависит от опытности мастера, главным же образом от развития его органа обоняния. Некоторую помощь может оказать при разборке в массе возможных комбинаций душистых веществ аналогия, приводимая Пиессом между ощущениями органа слуха и органа обоняния. Различные природные ароматы действуют различно, смотря по их летучести, летучесть же подобна амплитуде звуковых колебаний, ибо чем меньше амплитуда, тем ниже звук и тем он продолжительнее действует на ухо, и чем меньше летучесть, тем слабей аромат и тем дольше он действует на обоняние; чем больше амплитуда, тем выше звук и тем интенсивней и более кратковременно его действие, — так и в запахе сила обусловлена, как сказано, краткостью действия. Пиесс расположил все ароматические вещества по хроматической гамме, в которой гармонические аккорды будут образовать приятные букеты.

Духи

Вот пример духов аккорда: сандала, герани, акации, флер д'оранжа и камфоры в виде эссенций в равных количествах — это Д. аккорда до. Сам Пиесс почти не следует своей гамме. Вот несколько рецептов более употребительных духов: eau de chypre: экстрактов мускуса 0,56 литра, серой амбры, ванили, кумаруны и риса по 0,28 литр. и розовой тинктуры 1,12 литр. Ess bouquet: розовой тинктуры 0,56 литр., экстрактов серой амбры 36 гр. и риса 226 гр., лимонной эссенции 8 гр., бергамотной эссенции 28 гр. О-де-колон: виноградного спирта 27,26 литр., эссенций: померанцевой 87 гр., розмарина 56 гр., апельсинной цедры 141 гр., лимонной цедры 141 гр., бергамотной 56 гр. Жокей-клуб: экстракта фиалкового корня 1,13 литр., тинктуры розовой 1,12 литр., экстрактов квассии, туберозы и серой амбры по 0,28 литр. и бергамотной эссенции 56 гр. Составлено по " Des odeurs des parfums etc." par S. Piesse (1877).

Н. Н. Тутурин. Δ.

Духи умерших

— см. Пневматология, Спиритизм, Эсхатология.

Духинский

(Франциск) — род. в 1817 г. на Украйне, в ополяченной малорусской семье. Первые его работы на польском и русском языках относились к вопросу о первоначальных отношениях между Россией и Польшей. После восстания 1831 г. Д. эмигрировал во Францию, был профессором польской школы в Париже, позднее хранителем польского музея в Рапперсвилле, в Швейцарии. Его попытки создать новую теорию славянской этнографии доставили ему весьма широкую известность; самая теория эта одно время принималась как нечто твердо установленное значительной частью западноевропейской литературы (напр., Анри Мартеном). В действительности, однако, теория Д. представляла собою лишь стремление облечь в форму научной системы политические мечтания и чувства польской эмиграции. Основанием теории служит мысль, что великоруссы или, как называет их Д., "москали" не принадлежат к славянскому и даже к арийскому племени, а составляют отрасль племени туранского наравне с монголами и напрасно присваивают себе имя русских, которое принадлежит по справедливости только малоруссам и белоруссам, близким к полякам по своему происхождению. Самый язык, которым в настоящее время говорят "москали", есть искусственно заимствованный и испорченный ими язык церковнославянский, вытеснивший существовавший прежде какой-то народный туранский язык. В доказательство "туранства" великоруссов Д. приводит автократическую форму правительства ("парат"), несвойственную будто бы арийским племенам, существование у них "коммунизма", тогда как арийцев отличает индивидуальная собственность, склонность к кочеванию, будто бы существующую у великоруссов наравне со всеми туранцами, наконец, малое развитие среди великорусского племени городов и городской жизни. Естественная, по Д., граница туранского племени — Днепр, Двина и "речки Финляндии". Интерес арийской Европы требует восстановления славянского польского государства, которое охватило бы родственные племена малоруссов и белоруссов и послужило бы для Зап. Европы оплотом от туранского могущества москалей. Учение Д., соответствовавшее укоренившейся тогда среди поляков идее об "избранничестве" польского народа, было принято большинством польск. интеллигенции с восторгом, а люди, более сознательно относившиеся к вопросу, не всегда имели возможность высказать свое настоящее мнение. В русской литературе теория Д. встретила наиболее серьезную критику в статьях Н. И. Костомарова ("Основа", 1861, № 2, "Ответ на выходки газеты «Czas» и журнала «Revue Contemporaine»", и № 10, "Правда полякам о Руси"). Постепенно авторитет теории стал падать, и в самом польском обществе громче становились голоса критиков. В 1886 г. проф. дерптского унив. Бодуэн де Куртене издал в Кракове брошюру ("Z роwodu jubileuszu profesora Duchińskiego"), в которой отрицал за теорией Д. всякое научное значение и признавал празднование народом юбилея г. Духинского "юбилеем хронического патриотического заблуждения". Русский пересказ этой брошюры с несколькими добавочными замечаниями сделан А. Н. Пыпиным в статье его "Тенденциозная этнография" ("Вестн. Евр.", 1887, № 1). Главные труды Д.: "Zasady dziej ów Polski i innych krajów s ł owia ńskich" (П., 1858—61); "Polacy w Turcyi" (Л., 1858), "Treść lekcyi historyi polskiéj wyk ł adanych w Pary ży" (П., 1860); "Pologne et Ruth é nie. Origines slaves" (П., 1861); "Dopeł nienie do trzech cze ść i zasad dziejó w etc." (П., 1863); "N écessité des réformes dans l'exposition de l'histoire des peuples Aryâs-Européens et Tour ans" (П., 1864); "Peuples Ary âs et Tourans, agriculteurs et nomades" (1864).

В. М—н.

Духинский (дополнение к статье)

(Франциск) — польский писатель; умер в 1880 г.

Духоборцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Духоборье

— под этим названием известно на Кавказе высокое волнистое плато, занимающее значительную часть Ахалкалакского уезда Тифлисской губернии и населенное русскими сектантами-духоборцами (8 селений, 6600 душ обоего пола), переведенными сюдя в 1841 г. из Мелитопольского уезда Таврической губернии. Д. — безлесное плоскогорье на высоте 5—6½ тыс. фт. над уровнем моря, усеянное множеством больших и малых озер и отличающееся суровым климатом. Рожь и даже ячмень не всегда вызревают в более возвышенных местностях Д., вследствие чего население занимается скотоводством и извозным промыслом. Пастбищ много, и они покрыты роскошными травами.

Духов день

(ήμέρα πνεύματος) — этим именем называется иногда праздник Пятидесятницы (совершаемый церковью в десятый день после праздника Вознесения Господня), так как в день еврейского праздника пятидесятницы (Деян., гл. II) совершилось сошествие Св. Духа на апостолов. Чаще, однако, христианский праздник Пятидесятницы называется у нас Троицыным днем, а Духовым днем именуется совершаемый в день непосредственно следующий за Троицыным особый праздник в честь Св. Духа, установленный церковью в противодействие учению еретиков, отвергавших божество Св. Духа и равночестность его с Богом-Отцом и Богом-Сыном. Праздник в честь Св. Духа начинается вечерней, которая совершается непосредственно за литургиею Троицына дня. За этою вечерней читаются особые три молитвы, составленные св. Василием Великим. Во время чтения их молящиеся в первый раз после Великого поста преклоняют колена.

Н. Б.

Духовая музыка

или так называемый военный оркестр — состоит из духовых инструментов, исключительно медных или медных и деревянных. По своей гибкости и способности передавать всевозможные музыкальные мысли, он уступает симфоническому оркестру, в котором струнные инструменты соединены с духовыми. Вследствие ограниченности средств духового оркестра, и литература его далеко не столь обширна, как литература симфонического оркестра.

Духовая собака

— см. Лайка.

Духовая трубка

— употребляется некоторыми народами для метания (выдувания) стрел. Любопытно, что это оружие встречается в двух совершенно обособленных областях: с одной стороны — у даяков острова Борнео, с другой — у индейцев Бразилии, Гвианы и Дариенского перешейка. Американская Д. трубка состоит обыкновенно из двух трубок, внешней и внутренней, и имеет в длину до 11 футов; на наружной трубке делается прицел из скорлупы ореха. Стрелы приготовляются из листа кукурузовой пальмы; один конец заостряется, а другой обертывается ватой и обхватывается волокнами шелковой травы. У даяков Д. трубка имеет до 8 фут. в длину и делается обыкновенно также двойной, с тем только отличием, что она может служить и копьем, так как к верхнему концу ее привязывается железный наконечник вроде штыка. Стрелы делаются из игл саговой пальмы. И там, и тут стрелы, острие которых часто намазано ядом, плотно входят в дуло трубки и вылетают оттуда вследствие удара или сильного выдувания. В тропических лесах Д. тр. имеют некоторое преимущество перед огнестрельным оружием: они не производят шума и не пугают дичь, а между тем стрелы летят из них на расстояние 50 и более сажен. Есть основание думать, что подобное же ружье было некогда в ходу и у других племен, впоследствии его оставивших. В древнем русском сказании "О человецех незнаемых в восточной стране" говорится о каком-то сибирском народе, живущем в горах (в Алтае?), который бросает стрелы из железных трубок, выбивая их молотком. Подобная трубка, только деревянная, известна и теперь в качестве игрушки у алтайского населения (даже русского) и встречается также у вотяков и других племен. Весьма вероятно, что духовые трубки послужили впоследствии первообразом ружья, в котором стрела заменилась пулею, а удар молоточком или выдувание — вспышкой пороха.

Д. А.

Духовенство.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Духовидец

— см. Видение и Спиритизм.

Духовная Беседа

— еженедельное издание, выходившее в 1858—76 гг. при спб. духовной семинарии; редактор И. Яхонтов. В 1860—75 гг. к "Д. Беседе" прилагалась "Церковная Летопись".

Духовная консистория.

— Так называются у нас с 1744 г. присутственные места при епархиальных архиереях, прежде именовавшиеся различно. В настоящем своем виде Д. К. существуют с 1841 г., когда им дан был "Устав", и теперь действующий. По этому уставу через Д. консисторию, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и суд в епархии. Высшая власть над Д. консисториями принадлежит Св. Синоду. Д. консистория состоит из присутствия и канцелярии. Присутствие составляют члены, число которых различно, смотря по величине епархии. Члены Д. К. избираются епархиальным архиереем из священников и утверждаются св. Синодом; увольняются Синодом по представлению архиерея. Каждому члену Д. К. вверяется для особого наблюдения известный разряд дел, или так называемый стол; но в слушании и решении дел в присутствии участвуют все члены. Канцелярия Д. консистории состоит под начальством секретаря, который, заведуя всеми столами, фактически пользуется бо'льшим влиянием, чем каждый член присутствия в отдельности. Этому способствует и то, что секретарь утверждается в должности и увольняется св. Синодом по предложению обер-прокурора. Ведению Д. консистории не подлежат духовно-учебные заведения и попечительства. О лицах, желающих занять священнические места, Д. консистория собирает сведения; при пострижении в монашество наводит справки, нет ли к тому препятствий; выдает по церквам книги для ведения церковных документов, потом отбирает их и свидетельствует их исправность; наблюдает за хозяйством арх. дома, монастырей и церквей и содержит опись имущества всех этих учреждений. Консисторскому суду подлежат лица духовного и светского звания. Первые судятся по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения, по взаимным спорам, возникающим из пользования церковною собственностью, по жалобам духовных и светских лиц на духовных за обиды и нарушение бесспорных обязательств и по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов. Лица светского звания подлежат суду Д. по делам о браках, совершенных незаконно, по делам о расторжении и прекращении браков и по проступкам, подвергающим виновных церковной епитимии. Журналы и протоколы Д. К. прежде исполнения представляются на утверждение епарх. архиерея. Если заключение Д. К. не единогласное, тогда архиерей, утверждая решение большинства или особое мнение меньшинства, объясняет в своей резолюции основания ее. В случае несогласия с решением Д. К. архиерей предлагает ей пересмотреть дело или дополнить его нужными, по его мнению, обстоятельствами. Члены консистории по рассмотрении указанных архиереем обстоятельств не стесняются в своих суждениях и могут остаться при прежнем мнении. В случае несогласия с вторичным мнением консистории архиерей полагает собственное решение, которое и приводится в исполнение. В отсутствие епарх. архиерея журналы Д. консистория обращаются к исполнению за подписью членов Д. консистории. Архиерей может допустить это и в других случаях для ускорения течения дел с тем, чтобы постановления, не рассмотренные им прежде исполнения, были представляемы ему по окончании месяца для удостоверения в их правильности.

П. В.

Духовная музыка

— преимущественно вокальная, пишется на текст духовного содержания. К ней относятся оратории и оперы духовные. Д. музыка, предназначенная для церкви, называется церковной (см.).

Духовная память

— см. Завещание.

Духовник

— так называется в православной церкви священник как совершитель таинства покаяния. Духовнику под опасением потери духов. сана запрещается открывать грехи исповедающегося или укорять его за них; после исповеди они должны быть им забыты. Исключений из этого правила допускается два: а) если бы кто на исповеди объявил о злом умысле против государя и общественного порядка, не высказав при этом отречения от такого умысла; б) если кто хотя тайно, но умышленно произвел в народе соблазн (религиозный вымысел, ложное чудо) и на исповеди не изъявил согласия публичным объявлением о том уничтожить последствия соблазна. Запрещается при исповеди делать различие между людьми знатными и простыми, поблажать одним и строго относиться к другим, обращать исповедь в средство вымогательства и нескромных просьб. Запрещается исповедовать несколько человек разом, не только взрослых, но и детей. При исповеди глухонемых и говорящих на неизвестном духовнику языке ему дозволяется обращаться для ознакомления с нравственным состоянием исповедающегося к его родственникам, а также предлагать ему изложить свои грехи письменно; эта запись должна быть сожжена в его присутствии. При вразумлении кающегося и при назначении ему епитимии (см.) Д. обязан различать грехи простительные (неведения и немощи) и смертные, в случае нераскаяния лишающие христианина благодати. Подпись Д. как свидетеля на духовном завещании признается в известных случаях равною подписям двух посторонних свидетелей.

Духовницкое

— село Самарской губернии, Николаевского уезда, на реке Волге. Торговля пшеницей, которой в 1890 г. отправлено по Волге 360 тыс. пд., а остальных товаров — только 5 тыс. пд.

Духовно-учебные заведения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Духовное завещание

— см. Завещание.

Духовное родство

— образуется вследствие воспринятия кем-либо младенца или взрослого от купели крещения и существует между восприемниками и их потомками, с одной стороны, и воспринятыми с их потомками, с другой, а также между восприемниками и родителями воспринятого и их детьми. Оно не простирается, однако, ни на восходящих, ни на боковых родственников восприемника и родителей воспринятого. Д. родство принимается в соображение при заключении браков. Относящееся сюда законодательство содержится в 63 правиле VI вселенского собора, в Кормчей книге (ч. II, гл. 50), в Номоканоне (правило 211), в наказе осетинской миссии от 8 апреля 1771 г. (П. С. З. № 13592, отд. 4, ст. 3) и в указах св. Синода 1810, 1837, 1873 и 1876 г. Шестой вселенский собор (как и гражданские законы Юстиниана) признавал существование Д. родства только между восприемниками, воспринятым и родителями последнего. По Кормчей и Номоканону браки между восприемниками и их потомками, с одной стороны, и воспринятыми с их потомками, с другой, воспрещаются как и в родстве кровном, до 7 степени. Между восприемниками и их плотскими детьми, с одной стороны, и родителями воспринятого с их детьми, и его братьями и сестрами браки запрещаются до 4-й степени. Родством духовным соединяются между собою лица, воспринятые одним и тем же восприемником, а также потомки одного из воспринятых с потомками другого. Брак в этом родстве воспрещается до 7 степени. Указом Синода 1810 г. повелено руководствоваться буквальным смыслом правила VI вселенского собора, запрещающим браки только восприемников с воспринятыми и родителями последних. Указом 1837 г. Д. родство между восприемниками (кумом и кумою) признано несуществующим, так как по древним канонам при совершении крещения считается необходимым одно восприемствующее лицо — восприемник или восприемница, смотря по полу крещаемого. Указами Синода 1873 и 1875 гг. дозволено вступать в брак восприемнику с воспринятою и восприемнице с воспринятым. — В древности к Д. родству сопричислялось также усыновление. По русским законам усыновление, как институт чисто гражданский, препятствием к браку ни в каком случае не служит. См. М. И. Горчакова, "О тайне брака" (СПб. 1880 г.); "Критическое исследование по поводу этой книги") А. С. Павлова (в "Христианском Чтении" за 1882 г.) и его же, "Исследования о Номоканоне и древней русской Кормчей".

Н. Б.

Духовные выходцы

— законодательный термин для означения духовных лиц православного исповедания, прибывающих из Турции. О цели прибытия этих лиц пограничное начальство сообщает св. синоду, от которого зависит дать им дозволение на жительство и переезды в Империи. Выходцам архиерейского сана, желающим избрать для пребывания своего какое-либо место в Империи, а также выходцам архимандритского сана, желающим иметь постоянное пребывание в одной из столиц, разрешение на это дается Государем Императором. Некоторые облегчения установлены для духовных лиц пограничных с Россией епархий. Ср. ст. 270—276 Устава о паспортах (Св. Зак. т. XIV изд. 1890 г.).

Духовные правления

— весьма неопределенное название для учреждений, ведающих в епархии дела управления и суда. В древнерусской церкви епископ совершал суд и управление через своих доверенных лиц — духовных и светских. Потом при еперхиальных архиереях возникли присутственные места — приказы. Когда с 1744 г. приказы везде были преобразованы на коллегиальных началах и получили название консисторий, в низшем епархиальном управлении около прежних духовных управителей (судьи арх. домов, духовные фискалы, духовные доказчики) явились тоже коллегиальные учреждения, подчиненные консисториям — Д. правления. Выборное начало при этом везде уничтожалось, и члены Д. правления назначались архиереем. Д. правления составляли низшую инстанцию церковного суда; жалобы на их решения подавались епархиальным архиереям и консисториям. Консистории развивались, круг их (деятельности постепенно определялся, но Д. правления оставались учреждениями весьма неопределенными по устройству и кругу деятельности и наконец были уничтожены. Дела, которые они ведали, поступили отчасти к благочинным, отчасти в консистории. Существует еще и теперь выборгское Д. правление; название Д. правления носит также канцелярия протопресвитера.

П. В.

Духовные стихи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Духовные училища

— низшие духовно-учебные заведения, действующие на основании устава 1884 г. и подготовляющие к Д. семинариям. Нормальный состав их — четыре годичных класса; число учащихся, определяемое для каждого училища штатами, может быть увеличиваемо через устройство параллельных классов на средства, изыскиваемые местным духовенством; на те же средства может быть устраиваем пятый класс, приготовительный. Ежегодная плата за содержание учащихся назначается правлением училища с утверждения епархиального архиерея; сироты священников и причетников или совершенно освобождаются от платы, или содержатся за уменьшенную плату. Принимаются в училища и дети прочих сословий. Приходящие ученики допускаются только в том случае, если живут у родителей или у самых близких родственников. По предметам преподавания училища соответствуют трем младшим классам классических гимназий, за исключением новых языков, которые преподаются в Д. училищах (не обязательно, а лишь для желающих) в том только случае, когда духовенство училищного округа того пожелает, изыскав для того особые средства; несколько расширена программа закона Божия. Заведуют училищем ректор с инспектором и правление, в состав которого входит депутат от духовенства училищного округа (см. Духовенство).

Н. Б.

Духовный Вестник

— историко-богословский журнал, выходивший в Харькове ежемесячно в 1863—67 гг. под редакцией прот. Вас. Добротворского.

Духовный Вестник Грузинского экзархата

— издается при тифлисской духовной семинарии два раза в месяц с 1 марта 1891 г.

Духовный Год жизни христианина

— журнал нравственно-христианский на 1816-й год; выходил в Москве; всего вышло 24 книжки.

Духовный Дневник

— журнал, издававшийся при харьковской духовной семинарии в 1864—65 гг.

Духовный регламент

— главный акт петровского законодательства относительно церкви, заключающий в себе важнейшие начала реформы и целый ряд отдельных мер, из которых самое видное место занимает замена единоличной патриаршеской власти коллегиальным управлением синода. В 1718 г. Петр поручил Феофану Прокоповичу выработать план преобразования церковного управления по образцу гражданских коллегий. 11 февраля 1720 г. проект, составленный Феофаном, был исправлен Петром, а 23 февраля внесен на обсуждение сената, в заседание которого были приглашены находившиеся тогда в Петербурге 6 архиереев и 3 архимандрита. Сенаторы и духовенство утвердили Д. Р. без каких бы то ни было изменений и вслед за тем по царскому указу подписали его. После того Д. Р. был отправлен в Москву, Казань и Вологду, куда должны были съехаться другие провинциальные архиереи, архимандриты и игумены важнейших монастырей для выслушания и подписания его. К концу 1720 г. все подписи были уже собраны, и только местоблюститель патриаршего престола, Стефан Яворский, некоторое время уклонялся от подписания Д. Р., ссылаясь на неясность отдельных его пунктов, но в конце концов и он должен был уступить. Осенью 1721 г., более чем через полгода после открытия действий синода, Д. Р. был напечатан под заглавием "Регламент или устав духовныя коллегии, по которому оная знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные управлению духовному подлежат, и притом в отправлении дел своих поступать имеет" (см. П. С. З., т. VI, № 5718, где Д. регламент помещен под датой 25 января 1721 г.). Автор Регламента разделил его на 3 части: в 1-ой он дает общее определение нового устройства церковного управления посредством духовного коллегиума и доказывает его законность и необходимость, во второй определяет круг ведения синода, в третьей — обязанности отдельных духовных лиц, обращая при этом особенное внимание на епископов (см. Духовенство и Синод). Д. реглам. ставил церковное управление в строгую подчиненность верховной власти. Мысль о супрематии государя в церковных делах, свойственная Петру I и Феофану Прокоповичу, нашла себе выражение не только в мотивах закона, но и в самом содержании его, так как члены синода в приносимой ими присяге обязаны были клятвенно "исповедывать крайнего судью духовные сея коллегии быти самого всероссийского монарха". По своей форме новое управление было согласовано с гражданскою администрацией, так что Д. Р. и не определяет порядка действий синода, прямо ссылаясь в этом отношении на генеральный регламент. Будучи по существу своему законодательным актом, Д. Р. в иных частях своих приближается скорее к политическому трактату. Его автор не ограничился ни описанием нового порядка, ни указанием его преимуществ, а присоединил ко всему этому еще язвительные нападки на старинные порядки управления и жизни духовенства и намеки на ту или другую личность из числа противников реформы; особенно богата ими глава "о проповедниках слова Божия", в которой рядом с наставлениями о том, как надо говорить проповеди, яркими, нередко переходящими в карикатуру чертами нарисован тип проповедника старой схоластической школы и имеется целый ряд злобных выходок по адресу Яворского. Эта оригинальная черта Д. Р. помешала ему всецело войти в жизнь и приобрести значение закона. Он охватывал притом только отдельные стороны жизни духовенства, не определял всецело отношения новых церковных учреждений к общей администрации. Посвященный преимущественно церковной иерархии, Д. Р. лишь вскользь говорил о белом духовенстве и не содержал почти никаких постановлений о монашестве. Синод тотчас же после своего учреждения нашел нужным исправить этот недостаток, тем более важный, по его мнению, что жизнь низшего духовенства, как белого, так и черного, сильно "развратилась", и выработал "прибавление к регламенту о правилах причта церковного и чина монашеского". Прибавление это было пущено в продажу вместе с Д. Р., но затем было изъято из нее по распоряжению Петра, которому оно не было предварительно представлено на рассмотрение. Просмотрев и исправив его, Петр вновь издал его в 1722 г. (см. в П. С. З., № 4022). Здесь подробно определялись условия и порядок вступления в священнический сан, обязанности священника по отношению к прихожанам, духовному начальству и светской власти, порядок поступления в монашество, правила монастырской жизни. Ряд других указов царя и синода закончил как формирование церковного управления на новых началах, так и установление государственного контроля над жизнью сословия. См. Н. И. Кедрова: "Д. Р. в связи с преобразовательною деятельностью Петра В." (М. 1886).

В. М—н.

Духовный суд

— Церкви от Основателя ее, Иисуса Христа, дана власть судить и наказывать нарушителей ее законов (Мф., 18, 18; Иоан., 20, 23). Задача церковного суда — не карательная только, но исправительная; поэтому и наказание, налагаемое церковью, может быть отменено в виду исправления преступника. Только лишение духовного сана налагается безусловно и имеет характер карательный. Суд церкви проявляется различно — по отношению ко всем верующим вообще и по отношению к служителям церкви в частности. Общему суду церковному подлежат проступки и преступления членов церкви против веры, нравственности и уставов церкви. Легкие проступки, как и нечистые мысли и пожелания, имеют свой суд в исповеди перед священником. Тяжкие преступления подлежат открытому суду и влекут за собой отлучение от церкви. Оно имеет три степени: лишение причащения на определенное время, лишение при этом участия в молитвах церковных, совершенное отлучение от общества и верующих. Отпадшие от веры добровольно и после раскаяния подвергаются покаянию на всю жизнь. Если отпадение было вызвано мучительством, покаяние сокращается на 9 лет и даже на 4 года. Убийца вольный подвергается покаянию на 2 0 лет, невольный — на 10 и т. д. Указанные сроки могут быть сокращаемы. В случае смертной опасности искренно кающийся допускается до причастия и ранее истечения срока наказания, с обязательством по выздоровлении продолжать покаяние. Клирики лишаются сана за то, за что миряне отлучаются. В некоторых случаях клириков постигает двойное наказание: и отлучение, и извержение из сана (о других, менее тяжких наказаниях см. Духовенство).

В древней церкви Д. суд имел две инстанции: суд у епископа и суд на поместном соборе. Соборный суд разбирал дела епископов и такие важные дела мирян, которые не ограничивались пределами епархии, напр. дела о ересях. Суду епископа подлежали клирики и миряне по всем делам религиозным, а также и по мирским, если на то соглашались тяжущиеся. Вследствие деления государства и церкви на диоцезы при Константине Вел. явилась новая инстанция, где судились дела митрополитов. Недовольный решением низшей инстанции мог апеллировать к высшей. Судебный процесс имел характер обвинительный, но церковная власть не была связана инициативою частного обвинителя. Приговор епископа по делу тяжущихся, добровольно к нему обратившихся, не подлежал апелляции и приводился в исполнение судом гражданским. Имп. Маркианом в 450 г. предоставлено было епископам выдать все тяжебные дела между клириками; но в тяжбах с мирянами клирики судились в светских судах, если миряне того хотели. Импер. Юстиниан постановил, чтобы миряне в исках своих на клириков обращались к суду духовному. Если тяжущийся изъявлял неудовольствие решением Д. суда, дело разбиралось в светском суде. В случае согласия светского судьи с приговором епископа решение приводилось в исполнение без апелляции; если же светский судья решал дело иначе, его решение не было окончательным и подвергалось пересмотру. Д. суды в решении тяжебных дел руководились общими государственными законами. За легкие преступления клирики судились в духовных судах, за тяжкие — судом светским при участии депутата с духовной стороны. По постановлению Юстиниана, для обвинения клирика в угол. преступлении требовалось участие светского судьи и епископа. Светский судья, решив дело, доносил о том епископу. Если епископ соглашался с определением светского суда, он лишал клирика сана и передавал его светскому суду для наказания. В случае несогласия епископа с светским судом относительно виновности клирика дело переходило на суд императора. Епископ мог быть предан уголовному суду лишь с разрешения императора. Импер. Гераклий предоставил епископам ведать все уголовные преступления клириков и монахов. О Д. суде в России см. Духовенство и Духовная консистория. В 70-х годах возбужден был вопрос о коренной реформе Д. суда, но он остался без разрешения. См. Бердников, "Краткий курс церк. права"; там и литература вопроса.

П. В.

Духовое

— горько-соленое озеро на юго-восточном берегу Байкала, близ Баргузинской губы, в 3 вер. от берега, Баргузинского округа Забайкальской области. Озеро длиной 5, шириной 3 вер. и обнимает площадь в 15 кв. вер. Вода в озере теплая, вкус неприятный, гнилой, запах сильно серноводородистый. При всем том озеро довольно богато рыбою; в нем водятся щуки, окуни и сороги (Salmo erythraeus). По берегам озера, заросшим камышом, водятся во множестве крохали (Mergus serrator). Озеро лежит на 150 футов выше уровня Байкала.

Духовое ружье

— В нем сила пороха заменена действием предварительно сжатого воздуха; для последней цели в прикладе ружья устроена камера, в которую помощью воздушного насоса накачивается воздух, освобождающийся при выстреле и приводящий в движение пулю. Д. ружья вследствие сложности их устройства и малой действительности стрельбы не имеют применения ни для войск, ни для охоты (см. Духовая трубка).

Духовские

— польский и русские дворянские роды. Польский род Д. герба Сас, происходит от чашника смоленского Григория Д. († в 1698 г.). Его потомки были греко-униатскими священниками. Этот род внесен в VI часть родословной книги Киевской губернии. Русские роды Д. позднейшего происхождения.

Духовской, Михаил Васильевич

(1850—1903) — юрист и общественный деятель. Высшее образование получил в Московском университете на юридическом факультете, где в 1873 г., защитил диссертацию "Понятие клеветы" на степень магистра уголовного права и затем занял кафедру по уголовному праву и судопроизводству в Демидовском лицее. Некоторое время был присяжным поверенным московского судебного округа; также несколько лет занимал должность члена московской губернской земской управы. В 1891 г. защитил диссертацию "Имущественные проступки по решению волостных судов" на степень доктора уголовного права и назначен профессором Московского университета на кафедре уголовного права и судопроизводства, которую занимал до смерти. Д. был одним из главных инициаторов учреждения в Москве попечительств о бедных.

См. статью кн. Щетинина в "Историческом Вестнике" (1903, № 5).

Духовской, Сергей Михайлович

— генерал-лейтенант. Родился в 1838 г.; окончил курс в академиях инженерной и генерального штаба. В 1863 и 1864 гг. состоял начальником штаба даховского отряда, завершившего покорение восточного прибрежья Черного моря. В 1867 г. Д. был начальником штаба Кубанской области и принимал деятельное участие в колонизации края. Во время войны 1877—78 гг. он был начальником штаба в корпусе Лорис-Меликова и при взятии крепости Ардагана стоял во главе одной из штурмовых колонн; позже командовал особым отрядом в Курдистане. По заключении мира Д. назначен был начальником демаркационной линии и председателем соединенной русско-турецкой пограничной комиссии. Затем он состоял военным губернатором Эрзерумской области (см. записки его супруги: "Из дневника русской женщины в Эрзеруме, во время военного его занятия в 1878 г."). С 1881 г. Д. занимал должность начальника штаба московского военного округа, а в 1893 г. назначен приамурским генерал-губернатором.

Духовской, Сергей Михайлович (дополнение к статье)

(ум. в 1901 г.) — генерал-лейтенант. Состоял приамурским, потом туркестанским генерал-губернатором. Напечатал: "Даховский отряд на южном склоне кавказских гор в 1864 г." и ряд статей в "Военном Сборнике".

Духовщина, раскольничий толк

— см. Раскол.

Духовщина, уездный город Смоленской губернии

— уездный город Смоленской губернии, при ручьях Хвосте и Царевиче. До 1777 г. был дворцовым селом, в 1796 г. оставлен за штатом, в 1802 г. вновь сделан уездным городом. Жителей 3639. Церквей 4, домов 468; женская прогимназия, 3 классное городское уч., церковноприходская школа. Торговля незначительна. Городских доходов 9109 руб.; израсходовано на городское управление 1948 руб., на народное образование 1193 руб. Городской земли 603 дес. Земская больница с 2 врачами, 2 фельдшерами и 1 фельдшерицей-акушеркой. Заводы кожевенный и кирпичный. Общества пожарное и вспомоществования бедным ученикам и ученицам. Земская библиотека.

Духовщинский уезд в западной части губернии; площадь его 3711 кв. вер. Северная часть ровная и богата стоячими водами; южная холмиста, пересечена глубокими долинами рек. Высшие точки уезда находятся при с. Городно и дер. Горки и Бересневой. Почва уезда преимущественно суглинок. В волостях Подселецкой, Присельской, Кубаровской и Никоновской встречается значительное число селений, где преобладающая почва подзол и глина. Из глины делают горшки, кафели, черепицу. При дер. Зимницы есть источник, содержащий сернистый водород и немного железа. Точные сведения есть только о казенных лесах (в 1891 г. 27417 дес.); у частных владельцев было 5418 5 дес. лесу (1870), у крестьян 8945 дес. Под кустарниками, зарослями и выгонами было у частных владельцев 37559 дес., у крестьян 30504 дес. Уезд принадлежит к Днепровской системе и только в зап. части протекает р. Каспля, с притоками, системы Западно-Двинской. По уезду протекает Днепр и его прит. Вопь и Хмость. Из притоков р. Вопи более значительны р. Вотря и Царевич, которые принимают в себя массу мелких ручьев. По вычислению Я. Соловьева ("Сельско-хозяйственная статистика Смоленской губ."), площадь, находящаяся под реками = 4976 дес. Из озер: Соснинское 6 в. в длину и еще 4 озера не менее 2 в. в длину. Жит. 95428; почти все православные. Крестьянского населения по переписи 1858 г. было мжч. 33329, жнщ. 35295, а по переписи 1887 г. 44490 мжч. и 44580 жнщ. У частных землевладельцев земли 144112 дес., в том числе пахотной 13504 дес. У крестьян надельных удобных земель 179058 д.: куплено ими 12417 дес., в том числе миром 8021 дес. В 1887 г. крестьяне арендовали у частных владельцев 39331 дес. Система хозяйства трехпольная. Посевы на лядах встречаются на арендных землях преимущественно в сев. части у. Главные хлеба — рожь, овес, картофель и ячмень. У крестьян было в 1887 г. лошадей 26141, жеребят и стригунов 5853, коров 27738, телят 21938; овец 56196, свиней 1669 0. У 956 крестьян было 3445 ульев. Кустарные промыслы: выделка овчин, гонка дегтя, выжигание угля, делание разной посуды из дерева и др. Бумагопрядильная и ткацкая фбр. с оборотом в 3869519 р.; много маслобоен, сыроварен, мукомольных мельниц, кирпичных и кожевенных заводов. По смете на 1892 г. доходы земства исчислены в 72601 р.; на содержание земского управления ассигновано 6481 руб., на народное образование 7131 руб. В 1891 г. в ведении училищного совета было 17 земских училищ, 2 частных и 1 железнодорожное. В уезде было, кроме того, 3 двуклассных и 5 одноклассных училищ мин. нар. пр., 8 церковно-приходских школ и 18 школ грамотности. В министерских и земских училищах к 1 янв. 1890 г. было учащихся 1487 м. и 332 д. На врачебную часть по смете 1892 г. назначено 18736 р. 2 земские больницы, 4 амбулаторных пункта; 5 земских врачей (3 женщины-врача). На земскую библиотеку земство дает 200 р. Библиотека есть и в с. Ярцеве. 4 земских участка, 3 стана, 14 волостей. В 1887 г. крестьянское население платило мирских сборов 14193 руб. См. "Сборник статистических сведений по Смоленской губ.", вып. 6-ой.

А. Ф. С.

Духовы монастыри

— 1) Святодухов, в городе Вильне, мужской, 1-го класса; основан в начале XVI столетия Еленой, супругой короля польского Александра. Во время унии Д. монастырь не отпадал от православия. 2) Д.-Спасокаменный мужской монастырь в городе Вологде; основан в начале XVII в. Мощи преподобного Галактиона; много богомольцев. 3) Святодухов женский 1-го класса монастырь в городе Новгороде; в летописях упоминается уже под 1162 г. Монастырь не раз был разоряем во время нашествий на Новгород московских войск и шведов; в 1786 г. преобразован из мужского в женский. Древняя церковь (1557 г.), мощи св. Евфимия. Д. монастыри имеются еще в губерниях: Ковенской — Вилькомирского уезда, Рязанской — Скопинского уезда, Тульской — Новосильского уезда, Новгородской — в городе Боровичи, Могилевской — в Могилевском уезде и в городе Мстиславле.

Духовые инструменты

— издают звуки натуральной гаммы вследствие сотрясения вдуванием играющего находящегося в них столба воздуха. Эти инструменты имеют трубку цилиндрическую или коническую, прямую или согнутую, открытую с обоих концов. Они делаются из дерева или металла. В трубку дуют непосредственно в одних инструментах, а в других — через мундштук. Хроматическая гамма на деревянных инструментах добывается с помощью дырочек и клапанов, а на медных — с помощью вентилей и подвижного крона, называемого кулисой. К деревянным инструментам, входящим в состав современного оркестра, относятся: флейты — малая и большая, кларнеты различных величин (малый, большой и басовый), гобой, английский рожок, фагот, контрфагот; к медным: валторны, трубы, корнеты, бюгель-горны (офиклеиды, тубы), тромбоны, саксофоны, саксгорны, саксотромбы. Вентили, смотря по устройству, называются пистонами или стоячими вентилями, цилиндрами или лежачими вентилями. К клавишным Д. инструментам относятся орган и фисгармония (см.).

Д. С

Дучерский сереброплавильный завод

(Дучарский тож) — Нерчинского округа Забайкальской области, в 38 вер. от окружного города, близ впадения реки Калукчи в Среднюю Борзу, почему он ранее назывался Калукчинским, а затем Борзинским. Основан в 1763 г. Средняя ежегодная добыча серебра не превышает 55 пд. Жителей 1800; церковь и больничка.

Дуччи

или Дуки — 1) Чезаре Ducci или Duchi — итальянский поэт XVI в. из Брешии. Его стихотворения на латинском и итальянском языках находятся в "Carmina proestantiorum poetarum ex quamplurimis selecta" (1565); "Occultorum academicorum carmina" (1570) — сборник стихотворений членов академии "Occulti". 2) Лоренцо — итальянский писатель конца XVI в. Известны его: "Trattato della nobilit à, dell'infamia e della precedenza" (1603); "De Elocutione libri duo" (1600); "Ars historica" (1604).

Дуччио-ди-Буонинсенья

(Duccio di Buoninsegna) — основатель сиенской школы живописи. Полагают, что он род. около 1260 г., а умер около 1320 г. Оставаясь верен преданиям византийских миниатюристов, он, однако, старался оживить мертвенные типы их изображений нежною грацией, спокойным величием и выражением душевных движений, а колорит — ясными, дающими мягкие переходы тонами, и таким образом создал особый стиль, которого держались после него сиенские живописцы в течение целого столетия. До нас дошло лишь одно, несомненно принадлежащее ему произведение — алтарная икона, написанная в 1308—11 гг. для сиенского собора. Она была исполнена на доске с обеих ее сторон; лицевая сторона представляла Богоматерь, сидящую на престоле с Младенцем-Христом на руках и окруженную ангелами и святыми, а задняя изображала, в 26 отделениях, различные, полные драматизма эпизоды Страстей Господних. Впоследствии доска была распилена надвое, так что каждая сторона составила отдельную картину. Обе части выставлены теперь одна подле другой в зале комиссии строения сиенского собора. Принадлежность Д. других приписываемых ему работ в большинстве случаев сомнительна.

А. С—в.

Душ

(Иоанн Яков Dusch, 1725—1787) — немецкий писатель, был директором гимназии в Альтоне. Писал дидактические стихотворения ("Die Wissenschaften", 1752; "Der Tempel der Liebe", 1758), комические эпопеи ("Das Topp è", 1751; "Der Scho sshund", 1756), в которых подражал Попу, романы ("Geschichte Karl Ferdiners" 1776—80) и др.; большой успех имели его "Moralische Briefe zur Bildung des Herzens" (2 изд. 1772) и "Briefe z. Bildung des Geschmacks" (2 изд. 1773—79).

Душа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Душан

(серб.) — см. Стефан Душан.

Душевник

(Calamintha Moench.) — род растений из семейства губоцветных (см.). Травы, редко кустарники или полукустарники. Самые распространенные у нас и вообще в Европе виды С. Acinos Clairv. с довольно ярко-розовыми цветами и С. Clinopodium Spenner. с такими же цветами, но все растение мохнатое. Первый преимущественно на открытых местах; второй в рощах. Кроме этих, еще 40 видов, распространенных в умеренных странах сев. полушария.

Душевнобольные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Душевные болезни

Статья большая, находится на отдельной странице.

Душек

(Франц Duschek, 1797—1873) — венгерский министр финансов во время революции 1848—49 гг. После капитуляции Гергея Д. передал австрийскому уполномоченному всю венгерскую казну (5 млн. флоринов).

Душеполезное Чтение

— ежемесячный журнал духовного содержания; издается в Москве с 1860 г.; настоящий редактор-издатель Д. Ф. Касицын.

Душеполезный Собеседник

— ежемесячный журнал, издаваемый в Москве с 1888 г. Пантелеймоновым монастырем на Афоне, под редакцией А. Грузова.

Душеприказчик

Статья большая, находится на отдельной странице.

Душет

— уездный город Тифлисской губернии, в 54 вер. от Тифлиса и в 1 вер. от одноименной станции Военно-Грузинской дороги, на реке Душетис-хеви, притоке Арагвы, на высоте 2918 фт. над уровнем моря; жителей 2027 (армяне и грузины). По некоторым указаниям, город существовал уже в начале XIII столетия. В XVII—XVIII в. Д. был владением и отчасти резиденцией арагвских эриставов, неповиновение которых царям грузинским нередко бывало причиной его разорения. С падением в 1756 г. Арагвского эриставства Д. был отдан царем Ираклием II в удел сыну его, Вахтангу. С удалением в 1808 г. Вахтанга в Россию, Д. сделался заштатным городом Ананурского уезда, с 1811 по 1840 г. был уездным, затем вновь заштатным и с 70-х годов опять уездным городом. 2 православных церкви и 1 армяно-грегорианская; из них замечательнейшая — св. Николая. К старинным постройкам относится также и крепость с башнями по углам. Сохранились остатки дворца прежних эриставов. В настоящее время Д. как в промышленном, так и в торговом отношении почти никакого значения не имеет; число жителей в нем сравнительно, например, с 1859 г. несколько уменьшилось. Городские доходы в 1890 г. — 4409 руб., а расходы — 4084 руб.

Душетский уезд Тифлисской губернии, в северной ее части, около 3438 кв. вер. (по Стрельбицкому). В отношении устройства поверхности, климата, населения и его занятий Д. у. представляет большое разнообразие и может быть разделен на три, расположенные с С на Ю, части. Северная часть, наиболее возвышенная, занята обоими склонами центральной части Кавказского хребта, вершины которого, увенчанные вечными снегами и ледниками, поднимаются здесь до 16546 фт. над уровнем моря (Казбек); она представляет дикую, труднодоступную страну, изрезанную массой скалистых гор, глубоких ущелий и расположенную частью по верхнему Тереку, частью в бассейне верхней Арагвы. Климат в северной части уезда суровый (Гудаур на высоте 8713 фт.: лето +12,7, осень +6, 3, зима —5,5, весна +3,2, год +4,1); зимы продолжительны и снежны. Хлебопашество развито слабо, хотя ячмень вызревает на высоте 8100 фт.; главным источником благосостояния редкого населения является скотоводство. Средняя часть Д. уезда, наполненная южными отрогами Кавказского хребта, представляет частью гористую, частью же холмистую страну, постепенно возвышающуюся к С, покрытую частью лесами, частью пастбищами, частью же обработанными полями пшеницы и ячменя; население главным образом занимается возделыванием хлебов и скотоводством; виноград созревает плохо и не идет выше г. Душета. Южная часть Д. у. (до 2000 фт. над уровнем моря) характеризуется, кроме хлебопашества, еще садоводством, особенно виноградарством. Главные хлеба — пшеница и ячмень. Весь Д. у. с Ю на С прорезывает Военно-Грузинская дорога, на которой часть населения находит себе заработки. Это — единственный удобный путь сообщения, связывающий Душетский у. с Тифлисом на Ю и Владикавказом на С. Жителей 70176, из коих: 1261 пшавов, 711 хевсуров, 1 6 300 осетин, 4032 армян, 46700 собственно грузин и 335 кистин. Большая часть жителей православного и армяно-грегорианского вероисповеданий; кистины — магометане-сунниты.

В 1891 г. насчитывалось в у. лошадей 4032, рогатого скота (с буйволами) — 35399, овец — 214460, свиней — 11127 голов. Леса занимают 141000 дес., или 39% всей площади, а виноградники, давшие в 1890 г. 125300 ведер вина, — 1800 дес. Виноделие в некоторых местностях уезда поставлено вполне рационально. Фабрично-заводская промышленность и торговля развиты в Д. у. крайне слабо; кустарные промыслы — производство грубых сукон, войлоков, бурок, шапок и шуб — распространены преимущественно в северной, горной части уезда. Д. у., представлявший некогда главнейшую часть древней Грузии, изобилует памятниками старины; в населении его сохранилось много сказаний о прошлом.

В. М.

Души

— Так называется струя воды, пара или газа, направленная с известной высоты, с определенною силою на одну или несколько частей тела. По направлению струи различают Д. восходящие, нисходящие и боковые; по месту действия — печеночные, селезеночные, шейные и др.; по t° воды — холодные, теплые, горячие; по характеру струи — дождевые, пылеобразные, струевые, колоколообразные, веерообразные, нитевидные и др. С терапевтическою целью чаще применяется подвижной Д., при котором посредством съемных наконечников можно дать любую форму Д. Если будут иметься приспособления для изменения t° и высоты водяного столба, питающего Д., можно направлять на больного то теплый, то холодный Д., быстро заменяя один другим. Продолжительность Д. от нескольких секунд до 2—3 минут. Вообще определение характера Д. требует строгого контроля врача. Действие Д., главным образом термическое и механическое, сосредоточивается на периферических нервных окончаниях кожи, посредством которых передается на центральную нервную систему, а отсюда на различные области тела. Чем выше t°, больше давление воды, чем менее раздроблена струя и более продолжительность Д., тем они действительнее, и наоборот. Главные физиологические явления при менее продолжительных Д. состоят в повышении тактильной чувствительности, увеличении электрической возбудимости и мышечной силы. При более продолжительных Д. явления наблюдаются обратные. При Д. 21° t° понижается, кровяное давление повышается, дыхание и пульс замедляются. При Д. выше 30° t° повышается, кровяное давление понижается, дыхание и пульс замедляются. Вообще влияние на t° не резко, а влияние на кровообращение мало отличается от влияния других термических и механических раздражителей. Исследования русских ученых, сюда относящиеся, принадлежат главнейше Афанасьеву, Могилянскому, Гржибовскому, Благовещенскому, Горошко, Попову. Наибольшее применение водяные и паровые Д. имеют при различных нервных болезнях, при расстройствах общего питания, малокровии, при старых выпотах и хронических воспалительных процессах. Во Франции применение водяных и паровых Д. более распространено, нежели в других странах. Воздушные Д., или, проще, вдувание воздуха, применяются при лечении ушных болезней с целью восстановления проходимости евстахиевой трубы. Для газовых Д. чаще берется угольная кислота с целью анестезии. (См. также Водолечение).

А. В. А.

Душистые масла

— см. Косметики.

Душистые травы

— все вообще культируемые травянистые растения, из которых добываются душистые летучие масла, относя сюда аптечные, или лекарственные, как-то: анис, тмин, майоран, мята, шалфей и др.

Душистый колосок

(Anthoxanthum odoratum L.) — злак из группы канареечниковых (Phalarideae), содержащий в большом количестве вещество кумарин, присутствием которого и обусловливается его приятный запах. Д. имеет длинную тонкую метелку; колоски ее состоят из двух боковых пустых цветков и одного верхушечного плодущего; цветок имеет две тычинки и очень длинную верхнюю цветочную чешую. Растет Д. по травянистым холмам, лугам и полянам, цветет в мае и июне.

Душица

(Origonum L.) — род растений из семейства губоцветных (см.). Многолетние травы или полукустарники. Венчик хотя и двугубый, но верхняя губа слабо развита, и тычинки нередко выступают из венчика, а не замкнуты в нем, как у большинства родов семейства. Сюда до 25 видов сильно ароматных и распространенных преимущественно в средиземной области. Самый известный вид Д. обыкновенная, блошника, блошничник (O rigonum vulgare L.). Цветочки собраны вверху стеблей и образуют ложный зонтик, прицветники при них часто темного красно-фиолетового цвета, венчики бледно-фиолетового с розоватым отливом. Произрастает на выгонах и естественных лугах, в особенности, где изобилие извести в почве, и улучшающая их качества в отношении питательности своим возбуждающим свойством; имеет обширное применение в народной медицине.

Душица — душистый или пахучий колосок, дубровка пахучая, желтоцвет (Anthoxanthum odoratum L.), из злаковых — раннее многолетнее растение на выгонах, в особенности с песчаною почвой, отличающееся сильным запахом. Хотя стебли и нижние листья поедаются только одними овцами, но вследствие содержания в растении горьких и ароматических веществ (кумарина) оно служит приправою для других трав и потому считается хорошим кормовым растением и разводится искусственно подсевом, или высевом, в смеси с другими (2½ пд. на дес.).

Душкачан, река Иркутской губернии

— река Иркутской губернии и округа, самый северный правый рукав реки Верхней Ангары, отделяющийся от одного из ее рукавов Ангарокона и впадающий в самый крайний северо-восточный угол озера Байкал. Ширина Д. различна, от 50 до 100 саж., глубина от 6 до 12 фт., течение умеренное. В низовьях своих Д. сообщается с пресноводным озером Танагрой, которое имеет до 4 вер. ширины; оно изобилует рыбою и с северной стороны принимает значительную реку Кичир. Далее к устью Д. впадают в него справа река Гриматуна и приток из пресноводного озера Туркикила. Недалеко от впадения своего в Байкал Д. отделяет от себя влево приток Рикильду, вливающийся в Таларский залив озера Байкал.

Душкачан, село Иркутской губернии

— село Иркутской губернии Баргузинского округа, у северной оконечности Байкала, на правом берегу реки Верхней Ангары. Ежегодно, в ноябре месяце, ярмарка, на которую собираются тунгусы для продажи пушнины и уплаты ясака.

Дуэ, город во Франции

(Douai, Douay) — город в Северном департаменте Франции, в 32 км от Лилля; посредством каналов и Шельды связан с важнейшими торговыми городами департамента и Бельгии. Окружен рядом укреплений. 23348 жителей; фабрики красок, стекла, красильни, рафинирование сахара, пивоварение, типографии и проч.; оживленная торговля собственными произведениями, а также хлебом, семенами и льном. Д. в средние века принадлежал по очереди графам Фландрским, герцогам Бургундским и Испанским Нидерландам; в 1667 г. был завоеван французами и окончательно остался за Францией по Утрехтскому миру (1713).

Дуэ, Феликс Шарль

(Douay, 1816—1879) — французский генерал. В мексиканской войне Д. командовал дивизией, разбил с 1863 г. мексиканского генерала Уррагу и прикрывал отступление экспедиционного корпуса. В 1870 г. командовал корпусом; при Седане взят в плен. Вернувшись из плена, командовал корпусом в армии, действовавшей против парижской коммуны, первый проник в столицу. Благодаря его энергии спасен зажженный коммунарами Лувр. — Его старший брат, Шарль Абель Д. (1809—1870), французский генерал, пал в войне 1870 г. после упорной защиты высот Вейссенбурга.

Дуэ-д'Арк

(Douet d'Arcq, Louis Claude) — французский археолог (1808—1883). Состоя около 40 лет во главе исторического отделения национальных архивов, издал ряд обширных собраний памятников и документов; таковы: "Registres de l'h ô tel de ville de Paris pendant la Fronde", "Catal. de la collection des sceaux des Archives de l'Empire" и мн. др.

Дуэль

— см. Поединок.

Дуэт

(Duetto, Duo) — музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением. Каждая партия дуэта имеет самостоятельный характер. Форма инструментального Д. обширнее, вокального — более простая. Вокальный Д. пишется как самостоятельный концертный номер или входит в состав вокально-инструментального сочинения, например оперы.

Дуэттино

— дуэт небольших размеров. Изобретателем Д. считается Паоло Квалиотти (начало XVII столетия). Большое развитие Д. получил благодаря Пиччини.

Дхаммапада

(Dhammapada) — один из важнейших памятников индийского буддизма, собрание изречений на священном языке пали, принадлежащих к глубочайшим произведениям буддийской литературы. Некоторые из них целиком встречаются и в брахманской литературе, что дает повод некоторым ученым (L. v. Schr ö der) предполагать буддийское влияние на брахманизм. Издания: Fausb ö ll, с лат. перев. и палийскими комментариями (Копенг. 1855); нем. перевод А. Вебера в "Ztschr. d. Deutsch. Morgenland. Gesellschaft" (т. XIV), а также в его "Indische Streifen" (т. I); английский перев. Макса Мюллера во введении к "Buddhaghosha's Parables" (Лондон, 1870), а также в "Sacred Books of the East" (Vol. X). С последнего перевода сделан метрический немецкий перевод Th. Schulze (Лейпц. 1885). Существуют еще английский перевод S. Beal (с китайской редакции): "Scr i ptural texts from the buddhist canon" (Лонд. 1878) и французский F. H û (Париж, 1878).

С. Б—ч.

Дханананда

(Dhanananda) — индийский царь, правивший в царстве Магадха (нынешний Бигар) до 315 до Р. X. Д. уже правил царством, когда Александр Македонский вступил в пределы Индии; он, по-видимому, тождествен с царем прасиев по имени Ксандрамес или Аграмес, о котором рассказывают классические писатели, описывающие поход Александра в Индию. Могущество этого Ксандрамеса было так велико, что Александр не решился идти дальше на восток, хотя уже покорил западного царя Пора. У Ксандрамеса было 200 тыс. пехоты, 20 тыс. конницы, 2 тыс. колесниц и 4 тыс. слонов. Д. не основал династии; он был низвергнут и убит авантюристом Чандрагуптой (Сандракоттом греков).

Дхананджая

(Dhanamjaya) — индийский писатель середины Х в. по Р. X., автор трактата о драматической поэзии Дашарупа или Дашарупака, где описывается десять родов драматических произведений. Трактат состоит из текста и комментария, написанного Дханикой, сыном Вишну, который, быть может, тождествен с самим Д. (также сыном Вишну). Изд. Hall в "Bibliotheca Indica" (18G5) и "J îvânanda Vidyâsâ gara" (Калькутта 1878).

С. Б—ч.

Дханвантари

(Dhanvantari) — 1) в индийской мифологии врач богов, изображаемый в белой одежде, с чашей дарующего бессмертие напитка амрта (амброзия). Во втором своем рождении Д. был сыном Диргхатама и обучал аюрведе, или врачебному искусству, которое он получил прямо от Брахмы и передал затем своему ученику Сушруте. Он упоминается в законах Ману и в эпической поэзии, но всегда как мифическое существо. — 2) Знаменитый индийский врач, о котором известно только то, что он был вместе с поэтом Калидасой в числе "девяти драгоценных камней", или девяти знаменитых людей при дворе царя Викрамы или Викрамадитьи (см.).

С. Б—ч.

Дхангары

— туземцое племя в Ост-Индии, занимающееся вырубкой джунглей, а на юге овцеводством и земледелием. Это промышленный и деятельный народ, крепкого, здорового телосложения.

Дхара

(Dharâ) — в индийской мифологии одно из второстепенных божеств из свиты Индры, олицетворяющее землю как держащую на себе все существующее.

Дхарани

(Dharanî) — в индийской позднейшей мифологии олицетворение земли; жена Парашурамы, шестого воплощения бога Вишну.

Дхаркары

(Dharkâr) — низко стоящая индийская каста, еще ниже чамаров (Cam â r), но все-таки выше домов (см.). Они приготовляют изделия из тростника и камыша: стулья и кресла, веера из пальмовых листьев, циновки для полов и т. п. Некоторые служат носильщиками.

Дхармарая хабба

(Dharmarâ ya habba) — индийский праздник, совершаемый ежегодно в честь национальных героев, царевичей Пандава, старший из коих, Юдхиштхира, носил также имя Дхармараджа. Брахманы не принимают участия в празднике; жрецом, совершающим жертву, бывает всегда шудра. Утром совершаются омовения в водоемах; в течение дня приносятся в жертву буйволы и овцы, а вечером по главным улицам возят праздничную колесницу.

Дхармасутра

— древнейшие индийские законники, относящиеся еще к ведийской литературе. Они написаны стихами вперемежку с прозой и представляют собой большею частью короткие, афористические правила, предназначенные для заучивания наизусть. Они относятся к V—VI в. до Р. X. Впоследствии (после Р. X.) из них выработались метрические законники, так называемые Дхармашастры (см.), образчиком которых служит законник Ману. Научное изучение Д. началось сравнительно недавно (Бюлер, Штенцлер, Jolly), но они почти все изданы и переведены. Некоторые из них писаны на языке еще доклассического периода (так, например, "Apastamba D.", изд. Бюлера, Бомбей, 1868 и 1871) Большая часть Д. происходят из южной Индии. Издания (кроме вышеназв.): "The Institutes of Gautama", изд. А. Штенцлером (Л. 1876), "The Vishnu-smriti", изд. Jolly (Калькутта, 1881); "V âsishthadharmarçâstram ", изд. А. Фюрером (Бомбей, 1883); "B âudhâyanadharmaçâ stra", изд. E. Hultsch (Лпц., 1884, "Abhdl. f. d. Kunde d. Morgenland", т. VIII). Переводы: Gr. B ü hler, "The Sacred Laws of the Aryas" (Оксф., 1879—82, в "Sacr. Books" т. II и XIV); J. Jolly, "The Institutes of Vishnu" (Оксфорд, 1880 в "Sacr. Books" т. VII). Ср. Jolly, "Outlines of an History of the Hindu Law" (Калькутта, 1885, стр. 37).

С. Б—ч.

Дхармашастра

— Под этим термином разумеются законники (классической эпохи индийской литературы), выработавшиеся из ведийских Дхармасутр, с прибавкой материала, почерпнутого из Грхьясутр (Gŗ hyasû tra = "Домострой", руководство к домашнему культу), обычного права и т. д. Дхармасутры написаны большею частью эпическими двустишиями, или шлоками (ç loka), а Д. — главным образом прозой. Д. получили несравненно более широкое распространение, чем Дхармасутры, всегда имевшие значение только для той или другой ведийской школы. Д. являются продуктом такой эпохи, когда изучение права и обычаев развилось уже в особую, самостоятельную отрасль знания, между тем как в ведийском периоде право еще тесно связано с культом и религией. Связь Д. с Ведами сказывается лишь в том, что Веды служат для них верховным авторитетом. Везде заметно желание составителей дать систематическое изложение индийского права. В Д. обыкновенно различают три главные части: 1) ачара (обычай) — общие правила доброго поведения; 2) вьявагара (процесс) — судопроизводство, и 3) пр á яшьчитта (удовлетворение, искушение) — устав о наказаниях. Древнейший и важнейший памятник этого рода — законы Ману (см.); за ним следуют законник Яджнявалкьи (изд. А. Ф. Штенцлером, Б., 1849, с переводом) и кодекс гражд. права — Нарадасмрти, VI или VII в. по Р. X. Всех Д. более 100, но среди них есть и совсем малоценные тексты; многие известны только в отрывках и цитатах. Самые поздние Д. древнее XI—XII в. (уже упоминаются в литературе этого времени), а большая часть — древнее IX века. Издание большей части Д. сделано инд. пандитом J îvânanda Vidyâsâgara ("Dharmaçâ stra sangraha", Калькутта, 1876). Ср. Jolly, "Outlines of an History of the Hindu Law" (Калькутта, 1885, стр. 41 и сл.); Stenzler, "Zur Literatur der Indischen Gesetzb ü cher" (в "Indische Studien", взд. А. Вебером в Берлине, т. I).

С. Б—ч.

Дхатр

(Dhatr) — в позднейших гимнах Ригведы божество, производящее жизнь и сохраняющее здоровье. Оно приводит к заключению браков, покровительствует домашней жизни, исцеляет болезни и т. д. О Д. говорятся, что он "создал солнце, луну, небо, землю, воздух"; он один из Адитья (светлых богов). В позднейшей мифологии Д. отождествляется с Праджапати или Брахмой; в смысле "творец" Д. употребляется также как эпитет Вишну и Кришны. Иногда Д. является сыном Брахмы.

С. Б—ч.

Дхатупараяна

— особый род индийских лексикографических произведений, представляющих собой перечни санскритских корней. Из древних грамматических школ одна только индийская выработала подобные пособия для изучения языка, в европейской науке появившиеся лишь много веков спустя. Перечни эти важны и для современного языкознания, так как содержат иногда редкие, нигде более не встречающиеся санскритские корни. Д. написаны частью прозой, частью эпическими двустишиями — шлоками; последнее затрудняло появление вставок. Издание: Westergaard, "Radices linguae Sanscritae" (Бонн, 18 4 1). В предисловии сведения о литературе предмета. См. также Zachariae, "Beitr ä ge zur indischen Lexicographie" (Берлин, 1883).

Дхатупатха

— см. Дхатупараяна.

Дхаумья

(Dhaumya) — автор одной из Дхармашастр (см.).

Предыдущая страница Следующая страница