Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Д" (часть 46, Дра - Дре)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Д" (часть 46, Дра - Дре)

Предыдущая страница Следующая страница

Драгут

(Dragut, Torghud) — известный турецкий пират. Состоя на службе у Барбароссы (см.), Д. наводил такой страх в Средиземном море, что Карл V снарядил Андреа Дориа для его поимки. Четыре года провел Д. в плену, но в 1544 г. при появлении флота Барбароссы и французов перед Генуей получил свободу. При помощи турок отнял у мальтийских рьщарей Триполи и сделан за это триполисским беем. В 1559 г. Д. успешно отбил нападение испанцев на Алжир. В 1565 г., когда султан Солиман предпринял поход для завоевания Мальты, Д. примкнул к турецкому флоту и пал от пули при взятии форта Ст.-Эльма.

Драгушены Новые

или Коножены — селение резешей Бессарабской губернии, Кишиневского уезда; 243 двора, 945 жителей. Школа и лавки. Здесь в пестрых песках, переходящих к низу в глинистый песчаник, был найден коренной зуб мастодонта (Mastodon Borsoni).

П. Т.

Драек

— небольшой деревянный инструмент, употребляемый при такелажных работах; при затягивании тонких концов или продергивании прядей при делании сплесней Д. употребляется, чтобы не резать означенными концами рук.

Драже

— см. Конфекты.

Дражирование

(дрогирование) — аптечный прием с целью маскирования вкуса пилюль, а также предупреждения возможности слипания их. Для этого пилюли смачиваются сперва раствором гуммиарабика, а затем их прокатывают в смеси из равных частей крахмала и сахара, к которой прибавляют какое-либо ароматическое вещество (эфирное масло или ванильный порошок).

Драйден

Статья большая, находится на отдельной странице.

Драйрен

— марса-рея посредине поддерживается двумя Д., основанными между топом стеньги и двумя блоками, заведенными на середине рея; Д. тянутся с каждой стороны талями, которые, в свою очередь, называются марса-фалами.

Драйтон

(Михаил Drayton) — земляк и приятель Шекспира (1563—1631), начал свое поэтическое поприще стихотворным переложением некоторых эпизодов из Св. Писания ("The Harmony of the Church" 1591), за которым последовал сборник пастушеских эклог под заглавием: "Idea, The Shepherd's Garland" (1593) и книга сонетов под заглавием "Idea's Mirror" (1594). Увлеченный патриотическим настроением, охватившим английcкое общество после уничтожения непобедимой Армады и отразившимся в исторических драмах Шекспира, Д. написал ряд исторических поэм: "Mortimeriadas" (1596), "England's Heroical Epistles" (1597), "Barron's Wars", в которых поэтически изобразил интересные эпизоды из истории своей родины. В свое время пользовался большой известностью самый обширный из поэтических трудов Д., его историко-географическая поэма "Poly-Olbion" (1613) — описание всех достопримечательных местностей Англии. По глубине чувства, мастерству описаний и гармонии стиха Д. может быть поставлен наряду с Спенсером, его любимым поэтом, которому он и подражал. Наиболее оригинальным является Д. в своих мелких лирических произведениях и в особенности в своей знаменитой поэме "Об Азинкурской битве", признаваемой лучшими критиками Англии перлом английской поэзии конца XVI в. Полного собрания сочинений Д. до сих пор нет, но отдельные произведения его издавались различными учеными: так в 1856 г. Колльер издал "Idea", "Mortimeriadas" и др.; Арбер в VI томе своего сборника "English Garner" переиздал "Идею", а Hooper в 1876 г. сделал прекрасное критическое издание "Poly-Olbion". В 1883 г. молодой ученый Bullen составил из мелких лирических стихотворений Д. весьма интересный сборник. Биографию Д. см. в "Dictionary of National Biography", а характеристику его как поэта — у Minto, "Characteristics of Englis h Poets" (Лонд., 1874) и Saintsbury, "Elizabethan Literature" (Лонд., 1887).

H. Стороженко.

Драка

— схватка двух или более лиц, при которой обе стороны наносят друг другу побои. Д. отличается от нанесения побоев тем, что участвующие в ней лица одинаково активны и вместе с тем пассивны, самое же вступление в Д. добровольно для обеих сторон, а не вынуждено самозащитой. Д., или кулачные бои, издревле составляли обычное явление и даже предмет зрелища. Считалось даже не наказуемым причинение смерти в кулачном бою. В современном праве Д. сама по себе составляет предмет уголовного преследования не в видах охраны телесной неприкосновенности участников, а исключительно в видах охранения общественной тишины и спокойствия; поэтому необходимое условие наказуемости Д. — публичность ее. По ст. 38 уст. о нак., налаг. мир. суд., Д. в публичных местах наказывается арестом до 7 дней или денежным взысканием до 25 руб., увеличивается наказание, если Д. произведена толпою, и может достигнуть ареста до 3 месяцев или штрафа до 300 руб., если Д. необходимо было прекратить силой. Убийство в Д. составляет один из видов неосторожного убийства. Наказанию подлежит лишь тот из участников, кем нанесены убитому смертельные удары (заключение в тюрьме до 1 года и 4 месяцев с лишением некоторых прав). Если же неизвестно, кто именно нанес смертельный удар, то все участники Д. подвергаются одинаковому наказанию — до 4 месяцев тюрьмы, с повышением его лишь для зачинщиков Д. (ст. 1465 улож. о нак.). Такое же различие в наказуемости участников Д. делает закон (ст. 1485 улож. о нак.) для того случая, если Д. имела последствием нанесение увечья или раны одному из участников.

Г. С.

Драке

(Фридрих Иоганн Гейнрих Drake) — один из значительнейших скульпторов нового времени (1805—1882). Счачала работал в механической мастерской своего отца, в Пирмонте, и только в часы досуга имел возможность заниматься резьбою из дерева и кости. Наконец в 1826 г. ему удалось попасть в Берлин и поступить в ученики к Рауху. Путешествие в Рим и влияние Торвальдсена дополнили художественное образование молодого скульптора. В 1833 г. явилось его первое самостоятельное произведение — замечательная по красоте форм и выразительности группа умирающего воина, которому гений возлагает на голову победный венок. Через год после того была вылеплена им прелестная статуя, "Собирательница винограда", впоследствии исполненная из мрамора и в 1840 г. из бронзы. Другие произведения Д. за эту начальную пору его деятельности относились также к идеалистической скульптуре, каковы, например, весьма распространенные в слепках Мадонна (мраморный экземпляр в Зимнем дворце, в СПб.) и рельеф на тему пятой римской элегии Гете. Кроме того, с большим успехом лепил он в эту пору портретные статуэтки знаменитых людей (Рауха, Шинкеля, братьев Гумбольдтов, Гёте, Шиллера, Гуфеланда и др.), прекрасною постановкою фигур, верною характеристикою личностей и свободою исполнения предвещавшие, что со временем главною областью их автора сделается монументальная портретная скульптура. В 1835 г. Д. изваял группу "Милосердие", а в следующем году первую из своих больших статуй-портретов, а именно, фигуру патриота Юста Мёзера. Из трудов последующих лет наиболее достойны быть упомянутыми: "Девушка, ловящая бабочек" (1837), "Фавн, забавляющийся водою" (1843) и восемь олицетворений прусских провинций, исполненные для берлинского королевского дворца (1844). Гораздо больше, чем эти произведения, способствовали распространению популярности художника мраморный памятник королю Фридриху-Вильгельму III в берлинском Тиргартене (1847—49), в котором особенно хорош рельеф круглого пьедестала, изображающий человеческое счастье среди довольства и благодатной природы. Из многочисленных работ Д., следовавших за этим монументом, укажем самые замечательные: барельефы новых бронзовых дверей дворцовой церкви в Виттенберге; парные статуи Фридриха Мудрого и Иоанна Постоянного и статую Меланхтона в той же церкви (1866); великолепную колоссальную статую Рауха в Берлине; "Нике, венчающую лаврами победителя" — лучшую из групп, украшающих собою дворцовый мост в том же городе, статую кн. Путбуса; памятники курфюрста Иоанна-Фридриха в Иене (1858), Шинкеля в Берлине; величественную бронзовую фигуру кор. Вильгельма I верхом на коне на мосту в Кельне; колоссальную Викторию на Победной колонне в Берлине (1873); ахенский монумент в честь воинов, павших в сражениях с французами; колоссальную статую Александра Гумбольдта, отправленную в Филадельфию, и бюсты кн. Бисмарка и гр. Мольтке. Вообще Д. может считаться лучшим учеником и продолжателем Рауха. В начальную пору своей деятельности он был приверженцем холодного, академического направления, но вскоре проникся реализмом, резкости которого, однако, сглаживались в его произведениях некоторою заботою о стильности и стремлением к чисто немецким идеалам. Пользуясь европейской известностью, он состоял членом берлинской, мюнхенской, спб., римской, антверпенской и парижской художественных академий.

А. С—в.

Дракон, в мифологии

— Д. как мифическое существо божественного или титанического характера был создан фантазией народов, обитавших в тропических и субтропических странах, откуда это представление, различно видоизменяясь, перешло и к народам умренного пояса Европы и Азии. Реальной основой для создания типа Д. послужили, по-видимому, некоторые формы гадов, как, например, крокодил, гавиал, Histiurus amboinensis и Agama versicolor (с гребнями вдоль спины), может быть, и Draco volans, отчасти также тигр и др. Классические представления о Д. были занесены, как думают, из Египта и создались из смешения представлений о нильском крокодиле и о большом змее. Наибольшую область верований в Д. представляет юго-восточная и восточная Азия — Малайский архипелаг, Китай, Япония, где основой этого образа послужил, как можно думать, один из видов крокодила, по Шлегелю — теперь уже вымерший. Это — гад, покрытый чешуей, с острыми зубами и когтями и с одним или двумя рогами. Д. Вост. Азии есть благодетельное божественное существо: он производит дождь, вызывает плодородие почвы и в дальнейшем развитии является символом власти. Д. пользуется большим почитанием у даяков острова Борнео, в Китае и Японии; у китайцев он без крыльев, у японцев — с крыльями. Д. европейских натуралистов XVI—XVII вв. возник под влянием нахождения крупных ископаемых костей в пещерах и т. д., а отчасти и сказаний, занесенных с Востока. В христианскую эпоху типом Д. часто пользовались для придания реальной формы образу злого духа.

Д. А.

Дракон, греческий законодатель

(Δράχων) — афинянин, один из древнейших законодателей Греции. Составил для Афинской республики в 621 г. до Р. X. первые писанные законы, далеко не всецело отмененные Солоном. Законы об убийстве, отмеченные именем Д., сохраняли силу с некоторыми, вероятно, изменениями долгое время и после Солона, а после олигархического переворота 411 г. до Р. X. драконовские положения уголовного права были снова начертаны на каменных досках и выставлены на городской площади ко всеобщему руководству; они были в силе еще в IV в., как видно из многократных на них ссылок Демосфена. По-видимому, Д. внес в афинское право различие между убийством умышленным и ненамеренным; определил условия, при которых и намеренное убийство признавалось ненаказуемым, и допустил примирение родственников убитого с убийцею. Законодательство Д. было направлено к охране имущественных интересов господствующего меньшинства, к которому принадлежал сам Д. Кража полевых плодов наказывалась смертью, как святотатство, кощунство или предумышленное убийство. Вообще смертная казнь занимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Д., благодаря чему суровость их вошла в поговорку еще в древности.

В новооткрытом (1891) сочинении Аристотеля об афинской политии Д. является как бы и политическим реформатором, признавшим политическую полноправность за всеми афинянами, способными служить на собственном иждивении в тяжело вооруженных воинах. В политию Д. входили народное собрание из 401 человека, ареопаг, архонты, стратеги, пританы и прочие должностные лица, назначаемые жребием; граждане делились на классы по имуществу и по праву избираемости на должности. К сожалению, относящаяся к этому предмету глава Политии сохранилась в рукописи с пробелами; автор не располагал притом документальными сведениями о столь далекой древности. Мало того, что никакой другой писатель не упоминает о драконовской конституции — показания Политии находятся, по-видимому, в противоречии с замечанием самого Аристотеля в другом его сочинении (Политике), что законы Д. привзошли в существующее государственное устройство. Всего вероятнее, что политический строй Афин, соединяемый с именем Д., — не более как сохраненная им форма правления, раньше выработанная жизнью. Наделяя все афинское гражданство без различия состояния и происхождения политическими верховенством, Солон только увенчал здание, многие части которого изготовлены были уже задолго до него. Ко времени Д. наступил переход натурального хозяйства к денежному, образовался класс граждан не знатных, но зажиточных, отвоевавших себе у родовой знати активное участие в управлении. Драконовская республика была последней, плохо удавшейся попыткой удержать в стороне от власти и в экономической зависимости от меньшинства многолюднейший и беднейший класс малоземельных и безземельных афинян. Должностным лицом Д. не был, как, напр., Солон — архонтом; записаны были только законы Д., а не основания того политического устройства, которое приурочивалось к его имени.

Ср. Cauer, "Ueber d. Gesetzgebung D." (1890, "Verhandl. d. 40 Philolog. Versaml, zu Görlitz"); Busolt, "Zur Gesetzgebung D." ("Philolog. N. Fr." IV, 3); Th. Reinach, "La constitution de D. et la const. de l'an 411 d'après Aristote" ("Revue des études gr.", IV, 13); Frä nkel, "Zur D.Verfassung" ("Rh. Mus., N. F.", т. 47); П. Виноградов, "Первые главы афинской политии Аристотеля" ("Филологическое Обозрение").

Ф. Мищенко.

Дракон, созвездие

— большое созвездие северного полушария, представляющее красивую вереницу звезд 3-й и 4-й величины, изгибающуюся между созвездиями Большой и Малой Медведиц. В северных широтах Д. не заходит и может быть виден каждую ночь в течение целого года. Почти в середине этого созвездия расположен полюс эклиптики.

Дракон, ящерицы из семейства агамовых

(Draco) — род ящериц из семейства агамовых, группы толстоязычных. Отличается широкой складкой кожи по бокам тела, подпираемой удлиненными задними ребрами и служащей парашютом при прыгании; на горле длинный заостренный мешок; хвост очень длинен; ноги пятипалые; кожа покрыта мелкими чешуйками; 18 видов, водящихся в индийской области (кроме Цейлона). У D. volans s. viridis (см. табл. Ящерицы) боковая складка соединена с верхней частью бедер и подпирается 6 первыми ложными ребрами; на затылке зубчатый продольный гребень, на заднем краю задних ног зубчатая кожа; цвет зеленый с бурыми боковыми складками, на которых по 4 и более темных пятен и белые крапины. Вся длина 22—30 см, из которых 12—15 см приходятся на хвост. Живет на деревьях, ловко лазает и с помощью боковых складок делает прыжки в наклонном направлении на 6—8 м; насекомых ловит на листьях или на лету. Яйца кладет в дупла деревьев. Водится на Яве.

Н. Кн.

Дракона орден

— китайский военный орден, учрежденный в 1865 г. в память геройской смерти французского адмирала Проте (17 мая 1862) и оказанных им Китаю услуг; служит наградой европейским офицерам; имеет 3 класса: на медали — изображение 2 драконов.

Драконитес

(Иоанн Draconites, собственно Drach или Trach; известен и под именем Карлштадта) — поборник реформации (около 1494—1566); за приверженность к Лютеру изгнанный в 1521 г. из Эрфурта, был профессором и проповедником в Марбурге и Ростоке. Главные труды: "Gottes Verheissungen in Christo" (1549—50) и неоконченная "Biblia pentapla" (еврейский, халдейский, латинский, греческий и немецкий яз.).

Драконический оборот

— период времени, после которого Луна возвращается к тому же узлу своей орбиты. Вследствие отступательного движения линии узлов, Д. оборот короче звездного оборота луны и равен 27,21222 дня или 27 дней 5 часов 5 мин. 36 сек.

Драконова кровь

— представляет твердую красную смолу, покрывающую плод пальмы Calamus Draco, произрастающей на островах Борнео, Суматра, Пенанг. С поверхности буро-красного цвета, она в свежем изломе имеет карминово-красный цвет. Спиртовой раствор ее окрашивается от незначительных количеств аммиака в интенсивный кровяно-красный цвет. Способ извлечения имеет большое влияние на доброкачественность ее; лучший сорт представляет смола, снятая непосредственно с оболочки плода; сорт достоинством несколько ниже получается вывариванием плодов с водой. Удельный вес смолы колеблется в пределах от 1,20 до 1,24, в зависимости от количественного содержания собственно смолы и растительных тканей. Обыкновенно содержание смолы доходит до 65—90%. Смола растворима в спирте, сернистом углероде, бензоле, хлороформе, уксусной кислоте и нефтяных маслах, но почти совершенно нерастворима в эфире и скипидаре, что представляет ее характерную реакцию и может служить для открытия в ней подмеси других более дешевых смол, например смолы даммара или обыкновенной канифоли, которые хорошо растворимы в эфире. При сплавлении с едким кали она дает бензойную, параоксибензойную кислоты и флороглуцин; при сухой перегонке и при перегонке с цинковой пылью образуются толуол и стирол. См. также Смолы.

А. П. Л. Δ.

Драконовые горы

— в южной Африке, между 27°30 и 31° ю. ш., служат границей между страной Базуто и территорией бывшей Оранжевой республики с одной стороны и Кафрарией и Наталем с другой. Высочайшая вершина Монт-о-Сурс (Mont-aux-Sources) — достигает 3651 м. К С горы понижаются и от границы Трансвааля спускаются в долину реки Лимпопо. На Ю Д. горы представляют продолжение гор Шторм. Через проход Ван-Ренен (1640 м) идет железная дорога из Лэдисмита в Гаррисмит, а через горный проход Лангс-Нек (1260 м) — в Иоганнесбург.

Драконций

(Blossius Emillus Dracontius) — римский поэт конца V в., живший в Карфагене; африканское происхождение его сказывалось в риторичности и напыщенности языка. Писал стихотворения христианского содержания ("Hecameron", "Satisfactio"), ряд мелких стихотворений, эпиталам, мифологических эпопей и т. д. Ему же, судя по сходству метра и языка, принадлежит, вероятно, эпопея "Orestis Tragoedia", изд. К. В. Мюллером в 1859 г., Мелли в 1866 г. и др. Мелкие пьесы изданы Ф. фон Дуном в 1873 г.

Дракул

(Wlad Dracul, † в 1446 г.) — князь валахский. Захватил власть в 1430 г., лишив престола Раду III, и признал себя вассалом венгерского короля Сигизмунда. Позже Д. признал над собою верховную власть султана Амурата I, но и ему изменил во время похода против венгерцев. Позже Д. был захвачен Гуниадом и убит вместе с своим сыном. Д. отличался жестокостью. О нем сохранилась древняя русская сказка под заглавием: "Сказание о мутьянском воеводе Дракуле", изд. А. Н. Пыпиным в " Очерке литературной истории старинных повестей и сказок русских" (СПб., 1857).

Драм-даг

— местное название хребта Антитавр, от верховьев реки Шариан до горы Тандурек. В русско-турецкую войну 1877—78 гг. эриванский отряд генерал-лейтенанта Тергукасова, подойдя 3 июня к южному склону Д., обнаружил неприятеля, расположенного на сильной позиции, и атаковал его на другой день, несмотря на значительное превосходство турецких сил. После весьма упорного боя гора Аджимак на правом фланге неприятельской позиции была взята ставропольским полком, и турки под начальством Мегемета-паши должны были отступить.

Драма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Драма, единица веса

(Бессарабия) — единица веса при продаже шелка, равная 0,873 зол. = 3,724 гр. (110 драм составляют фунт).

Драматическая музыка

— вокальная музыка, связанная со сценой. К ней относятся: опера, оперетта, музыкальные номера к драматическим произведениям, водевиль с пением.

Драматический Вестник

— журнал, посвященный театру и издававшийся в СПб. в 1808 г. еженедельно; предпринят он был кн. А. А. Шаховским, при сотрудничестве А. А. Писарева, Д. И. Языкова, И. А. Крылова. Журнал издавался с целью составить оппозицию, с одной стороны, немецкому влиянию, выразившемуся в успехе на сцене так называемой мещанской трагедии или драмы, с другой стороны — сентиментализму, который в лице Озерова проник в классическую трагедию. "Д. Вестник" напоминал псевдоклассический устав, печатал избранные места из французских теоретиков, преимущественно Вольтера. Положительная заслуга журнала в том, что он развил театральную критику. Ср. статью Е. С. Некрасовой, "Первый русский журнал, посвященный театру" ("Артист", 1890, № 6).

Драматический Сборник

— ежемесячный журнал, издавался в СПб. в 1858—61 гг. Ф. Стелловским. Он почти исключительно наполнялся театральными пьесами, переводными и оригинальными; между последними были пьесы Островского, Писемского, Тургенева. Из статей другого характера можно упомянуть "Записки" Р. Зотова и ст. Ал. Григорьева о А. Мюссе.

Драматургия

(греч.) — у древних греков обозначала исполнение дифирамбов в религиозных празднествах (Вакха); сочинения о драматических произведениях и их исполнении они называли διδασχάλια. В новейшее время под Д. понимают не только теорию драмы, но и искусство постановки ее на сцену, вообще все сценическое искусство. Драматургом в этом смысле называют вообще всякого, посвятившего себя служению драматическому искусству — и автора драмы, и актера, а в Германии даже заведующих в театрах приемом пьес, распределением ролей и т. д. Вследствие существенного различия предметов, входящях в учение о драматическом и сценическом искусствах, нет почти ни одного соч., которое обняло бы Д. во всем ее значении. Даже положивший ей основание Лессинг, первый употребивший слово Д. в смысле греч. διδασχάλια, написал не цельное теоретическое соч. о Д., а лишь отрывки о драматическом и сценическом искусствах. Древнейшим сочинением по Д. считается "Поэтика" Аристотеля, ограничивающаяся только трагедией, но имевшая громадное значение на развитие драмы. Несколько ценных заметок дал Гораций в своей "Ars poetica". В Испании теорию драмы разрабатывали Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Христоваль Хуарец де Фигероа и др.; во Франции Корнель, а за ним Буало установили теорию трех единств, тогда как Мольер и Дидро боролись за свободу и естественность драмы. Из итальянцев может быть назван Риккобони. В Германии Готшед стоял за французские правила; начало новым воззрениям положил Лессинг в своей "Hamburger D.", к которой примыкают все позднейшие соч. о драме. Рядом с "Д." Лессинга выдаются драматургические соч. Тика, Шлегеля: "Vorlesungen ü ber dram. Kunst", "Mimik", Энгеля, а также "Regeln f ü r Schauspieler" Гете, "Fragmente ü ber Menschendarstellung" Ифланда, "Kunst der dramat. Darstellung" Речера, "Technik der Dramas" Фрейтага, "Katechismus der D." Прельса и др.

Драммен

(Drammen) — приморский город в Норвегии, на фиорде того же названия; до 20 тыс. жителей. Пивоварение, фабрикация табака; обширные верфи, пильные мельницы и железоделательные заводы. Значительная торговля, особенно с Англией и Голландией.

Дранса

(Drauce de Savoie) — 1) pека во французском департаменте Верхней Савойи, впадает в Женевское озеро, 4,4 км длины. — 2) Д. приток Роны — см. Бань.

Дрань

Статья большая, находится на отдельной странице.

Драп

— см. Шерстяные ткани.

Драпа

— стихотворная песнь, встречающаяся в древнескандинавской поэзии Х—XIII вв.; ее пели с аккомпанементом музыкального инструмента. Д. сочинялись в честь отдельных лиц (Olafsdrapa, Kuntsdrapa, Eireksdrapa) или целых родов (Jornsvikingdrapa, Islendingadrapa), a также в восхваление умерших (mausongdrapa). Существуют Д., славящие имя И. Христа и святых.

Драпач

драпак, борона-экстирпатор — см. Экстирпатор.

Драпейрон

(Людовик Drapeyron, род. в 1839 г.) — французский историк. Написал: "L'empereur H éraclius et l'empire Byzantin" (1869); "Les origines de la France et de l'Allemagne" (1868—69); "L'aristocratie romaine et le Concile" (1870); "Organisation de l'Austrasie et la création de l'Allemagne" (1869); "Caractère de la lutte de l'Aquitaine et de l'Austrasie sous les Mérovingiens et les Carolingiens" (1878).

Драпировки

— в скульптуре и живописи — туники, тоги, плащи и др. широкие, свободные одежды, в которые художник облекает изображенные человеческие фигуры, и вообще ткани, представляемые в картинах, статуях и рельефах. Правила искусного драпирования фигур одинаковы как для живописи, так и для ваяния; они сводятся к требованию, чтобы драпировка, прикрывая тело, не скрадывала совершенно его форм, но позволяла зрителю догадываться о них, не мешала ему понимать движение фигуры и в особенности не нарушала ее жизненности и изящества неправдоподобием и некрасивостью своих изгибов и складок. Требования эти не должен упускать из виду при своей работе преимущественно скульптор, так как у него нет красок, перспективы, сложной обстановки сюжета и других художественных рессурсов, какими располагает живописец, а есть лишь одно средство выражать идею — человеческая фигура с ее формами и движениями. Отлично понимая эти условия, античные художники даже изобрели для удобнейшего их удовлетворения особый род драпировок, употребляемый и поныне, а именно так назыв. мокрые драпировки, т. е. такие, которые воспроизводят более или менее тонкую материю, как бы смоченную влагой, прилипающую к телу и чрез то ясно обрисовывающую его формы. Способ драпирования в образных искусствах изменялся сообразно их состоянию в различные исторические эпохи и у разных народов. Древние египтяне, халдеи, персы и финикияне, а также греки при первых попытках своего художественного творчества одевали статуи и фигуры барельефов в тяжелые, грубые Д., лишенные складок и похожие на мешки, из которых выступают только голова, руки и ноги. При дальнейших успехах греческого ваяния Д. стали дробиться на складки, еще сухие и резкие, иногда чересчур многочисленные и уложенные правильными рядами, но уже намекающие на контуры скрытого под ними тела. В эпоху полного расцвета эллинского искусства боги и герои, олицетворяемые пластикой в идеально-прекрасных образах, по большей части сбрасывают с себя всякие покровы; много-много, если кусок ткани небрежно накинут им на плечо или руку или же лежит подле них, и только такие строгие и целомудренные богини, как Артемида и Афина, не расстаются с Д., которые принимают тогда мягкие, изящные, умно расположенные складки. Впрочем, наряду с обнаженными и полуобнаженными статуями искусство этой эпохи производит и облеченные в Д. с многочисленными, симметрическими, как бы приутюженными складками; но подобные изваяния — не более, как старообрядчество, подражание древнейшим прототипам, освященным народным уважением (архаистические статуи). У римлян главною задачей пластики был портрет, в котором передавались не только черты данного лица, но и его костюм; одежды же римлян и римлянок — тоги сенаторов и жрецов, столы и пеплумы матрон, плащи воинов, мантии императоров и пр. — представляли благодарную тему для художественной разработки. Вследствие этого римские скульпторы довели искусство Д. до высокой степени совершенства и оставили нам лучшие образцы по этой части. В средние века, при общем упадке художеств, Д. возвращаются почти к первобытной грубости и неуклюжести, и только Византия еще сохраняет в отношении их некоторые следы античного предания. К XII и XIII в. на западе Европы тощие, окоченелые статуи с огромными головами жмутся к пилястрам и к косякам порталов церквей в одеждах с топорно рубленными, частыми, расположенными без всякого соображения складками, опускающимися вниз вертикально или ломающимися под острыми углами. В XIV в. заметен некоторый успех: Д. начинают делаться менее жесткими и намекать на формы скрытого под ними тела. В XV в. они еще более освобождаются от условности и рутины, стремятся возможно лучше обрисовывать фигуру, хотя иногда и вдаются в манерность. С началом XVI ст. совпадает блестящее развитие этой отрасли искусства, точно так же, как и всех других: внимательное изучение антиков и натуры дает художникам Возрождения возможность усиливать как в скульптуре, так и в живописи красоту и выразительность человеческой фигуры мягкими, изящными, вполне естественными драпировками и сравняться с художниками классической древности, если не превзойти их в этом отношении. В следующие за тем столетия в обеих отраслях искусства Д. нередко предоставляется слишком важная роль, причем, претендуя на красоту, они ломаются, комкаются и развеваются самым неправдоподобным образом. Это жеманство прекращается в конце XVIII ст. под влиянием пристрастия к древним грекам и римлянам, возбужденного, с одной стороны, проповедью Винкельмана, а с другой — школою франц. живописца Давида. В последнее время свободные и широкие драпировки в роде древних еще не вытеснены вполне из искусства неблагодарным для него современным костюмом, и скульпторы нередко прибегают к ним, особенно когда приходится исполнять монументальные статуи. В художественных школах молодые артисты учатся укладке Д. при помощи "манекенов" (см.), одетых надлежащим образом.

А. С—в.

Драстические средства

— сильнодействующие слабительные (см.).

Дратва

— см. Сапожное мастерство.

Драуд

(Георг Draud, латинизированный Draudius) — немецкий библиограф-пастор (1573—1630), составивший ценные библиографические указатели: "Duodenarius historico-biblicus" (1605), "Bibliotheca classica" (1611), "Bibliotheca librorum germanicorum classica" (1625), "Bibliotheca exotica" (1625) и "Discursus typographicus experimentalis" (1625).

Драх

(Иоанн Drach) — см. Драконитес.

Драхенфельc, баронский род

— курляндский баронский род. Родоначальник их, Готфрид фон Волькенбург, был в 1176 г. бургграфом драхенфельским. Рыцарь Вальтер фон Д. переселился в начале XVI в. в Курляндию. Род его внесен в курляндский дворянский матрикул.

Драхенфельс, горные вершины

(Drachenfels, т. е. драконовый утес) — так называются: 1) самая обрывистая из семи известных трахитовых вершин Зибенгебирге в Рейнской провинции, 325 м высоты. Здесь находятся трахитовые ломки. — 2) Горная вершина Гардта, в Баварии, 572 м высоты.

Драхма

(от ассир. "дараг-мана" = шестидесятая мины) — древнегреческая монетная единица, первоначально состоявшая из слитка серебра весом в 1/60 мины. Различалось семь драхм: 1) эгинетическая (с VII века до Р. Х.), бывшая в Эгине, Фессалии, Евбее, Беотии, Крите и Сицилии — весом в 6 гр.; 2) малоазийская (со времен Креза) весом около 3,60 гр. в Лидии, в ионических городах, Финикии, затем в Египте и Карфагене; 3) родосская — 3,25 гр. (со времен побед Римской республики); 4) аттическая, 4,25 гр., введена Солоном, была принята почти повсеместно в Греции, а со времен Александра — и на всем протяжении его Империи; она существовала до римского владычества, когда сменена денарием (см.); 5) коринфская, 2,91 гр., в Коринфе и его колониях; 6) персидская, или сикл (см.), 5,50 гр., при династии Ахеменидов; 7) олимпийская, 4,88 гр., в Македонии до времен Филиппа. Драхма = 6 оболам. Сборная монета была: в 12 Д. (додекадрахма), 10 (дека-), 8 (окто-), 6 (гекса-), 4 (тетра-), 3 (три-) и 2 (дидрахма). Дробная монета: тетра-, трио- и диобол, трехемиобол (1½ обола), обол, затем в ¾, ½, ⅜, ¼ и ⅛ обола. С 1833 г. в Греческом королевстве за монетную единицу принята серебряная драхма, ценность и вес которой с 1883 г. приравнены к франку.

Н. фон Винклер.

Драхман

(Holger Drachmann) — один из выдающихся современных писателей Дании. Род. в 1846 г. Он в одно и то же время поэт-лирик (сборники: "Daempede Melodier", "Sange ved Havet" и др.), беллетрист (роман "En Overcomplet", рассказы: Derovre fra Graendsen", "Paa S ö mands Tro og Love" и др.) и драматург (лирическая драма: "Der vor engang", комедии: "Puppe og Sommerfugl", "Strandby Folk"). Главное значение Д. — как поэта-лирика, блещущего красотой формы.

Драцена

(Dracaena Vand.) — род растений из семейства лилейних, очень близкий к роду Cordyline (см. Кордилиния), от которого отличается присутствием одной семяпочки в каждом гнезде завязи (у С. 6—15 семяпочек). Деревья или кустарники с мечевидными или обратноланцетными листьями. Цветы в сложных метелках. Около 36 видов в тропических и субтропических странах Старого Света, D. Draco L., с Канарских островов, достигает громадных размеров, до 18 м высоты, с сотнями ветвей в корне; листья мечевидные, длиной в 40—60 см; дает смолу "канарскую драконову кровь". Многие виды культивируются в комнатах и оранжереях, напр. D. umbraculifera Jacq.

Драч

— см. Диррахиум

Драшкович

(Янко Dra škovi č или Dra š kovich) — гpaф, один из знаменитых деятелей хорватского возрождения (1770—1856). Он первый из аристократии приступил к так называемому "иллирству", т. е. к народной партии. В 1838 г. он издал патриотическую книжку, хотя и написанную на немецком языке, под заглавием "Ein Wort an Illyriens hochherzige T öchter über die ä ltere Geschichte und Regeneration ihres Vaterlandes", где он приводит все выдающиеся факты истории иллирийского племени на протяжении трех тысяч лет. Он был президентом иллирийской Матицы и хорватской "Читальницы", которую основал; писал стихотворения в "Данице" и вообще много способствовал возбуждению национального чувства.

Драшусов

(Александр Николаевич) — астроном; род. в 1816 г. Через 2 года по окончании курса московского университета был отправлен за границу, где пробыл около 2½ лет, занимаясь астрономией и физикой. Возвратясь в 1840 г. в московский университет, занял в качестве адъюнкта кафедру астрономии. В 1851 г. всецело заменил Перевощикова. Занимался также наблюдениями в университетской обсерватории, которая при нем была значительно расширена. По поручению Императорского Русского географического общества летом 1847 г. делал хронометрические поездки во Владимирскую губернию и результаты изложил в своей магистерской диссертации: "Об определении географических положений с помощью пассажной трубы и хронометра". Его ученые статьи разбросаны во многих специальных изданиях. Д. перевел, между прочим, на русский язык известное сочинение Д. Гершеля "Очерки астрономии".

Драшусов (дополнение к статье)

(Александр Николаевич) — астроном; умер в 1890 г.

Дрбаль

(Маттиас Drbal, 1829—1885) — австрийский писатель, один из выдающихся последователей Гербарта. Главнейшие труды его: "Lehrb uch der propä deutischen Logik" (4 изд. 1885), "Empirische Psychologie" (4 изд., 1885), "Darstellung der wichtigsten Lehren der Menschenkunde und Seelenlehre" (1872).

Дре

(Dreux) — город во французском департаменте Эры и Луары (Орлеана), на реке Блэз, в 82 км на З от Парижа; 7454 жителя. Производство железных товаров, свеч, шляп, кожи. Д. очень старинный город; развалины старого замка; часовня, служащая усыпальницей Орлеанского дома. В 1562 г. тут происходило сражение между протестантами под начальством принца Конде и адмирала Колиньи и католическою армией герцога Гиза, окончившееся совершенным поражением протестантов и пленением принца Конде. В 1593 году Д. был взят приступом войсками Генриха IV. В ноябре 1870 г. Д. после битвы был взят германскими войсками под начальством великого герцога Мекленбургского.

Дре-Брезе

(Dreux-Brezé) — старинный французский дворянский род, ведущий свое происхождение от одного из графов Дре, променявшего часть своих владений на маркизатство Брезе. В этой фамилии была наследственной должность обер-церемониймейстера при французском дворе. Более известен маркиз Анри-Эврар (1762—182 9), обер-церемониймейстер Людовика XVI. Ему-то Мирабо ответил свою знаменитую фразу: "Скажите вашему господину, что мы здесь по воле народа и т. д.". После реставрации Д. получил прежнюю должность и был пэром Франции.

Дребак

(Drö bak) — город в Норвегии, на восточном берегу Христиания-фиорда; защищен крепостью Оскарсборг; преграждает доступ к Христиании. Вывоз льда; морские купанья. 2096 жителей (1876).

Дреббель

(Drebbel Corneli s) — голландский физик и механик (1572—1634). Неправильно считался прежде изобретателем термометра на основании сочинения своего "De natura elementorum".

Дребер

(Генрих Франц Dreber, 1822—1875) — немецкий живописец. Получил образование в Дрезденской академии художеств; в 1843 г . отправился в Рим и, поселившись там навсегда, писал виды римской Кампаньи, окрестностей Альбано и Сабинских гор. В своих картинах старался не столько передавать правду природы, сколько поэтизировать по ее поводу. Работал старательно и медленно. Лучшими его произведениями считаются: "Лощина в лесу, с купающимися нимфами", "Добродетельный самарянин" (находится в Дрезденской галерее), восемь композиций: "Весенние песни" (стенная живопись одного римского дома).

Древе

(Drevet) — три французских гравера резцом: 1) Пьер Д., прозванный Старшим (1663—1738), учился в Париже, где сделался благодаря живописцу Риго отличным рисовальщиком. Прославился преимущественно гравированием портретов, хотя иногда и воспроизводил также картины религиозного и исторического содержания. Чистота и энергия штриха, необыкновенно тщательная, но не впадающая в сухость обработка деталей, гармоничная постепенность тонов заставляют любителей искусства высоко ценить произведения этого мастера, число которых простирается до 1 25. Особенно уважаются его портреты Людовика XV в коронационном костюме, герцога Л.-Г. де Виллара, Г. Риго, Ф. Л. де Бурбона, принца Конти и поэта Буало, гравированные с оригиналов Риго; портрет живописца Ж. Форе (Forest) с Ларжильера и "Семейство Дария у ног Александра Македонского" с картины П. Миньяра, находящ. в Имп. Эрмитаже. Д. в 1703 г. был сопричислен к парижской акд. худ., а в 1707 г. принят в нее в качестве действительного члена. — 2) Пьер Энбер Д., прозванный Младшим (1697—1739), сын и ученик предыдущего, превзошедший своего отца мастерством и считающийся одним из самых главных представителей цветущего периода гравюры во Франщии. Гравированные им портреты и исторические сюжеты — верх совершенства в отношении правильности рисунка, уверенности и элегантности резца, удивительной передачи всякого рода материй и прозрачности воспроизведения телесных частей. Им исполнено всего 33 эстампа; в их ряду наиболее замечательны портреты Боссюэта, Людовика XIV во весь рост, Самюэля Бернара де Котта, с Риго; Адриэнны Лекуврер в роли Корнелии, с Куапедя, и Ф. Салиньяка, с Вивьена; "Адам и Ева". "Благовещение", с А. Куапеля; "Христос в Гефсиманском саду", с Ж. Рету: "Воскресение" с Ж. Андре, и др. П. Д. Младший был академиком (с 1724). В последние годы своей жизни он страдал расстройством умственных способностей и умер сумасшедшим. — 3) Клод Д. (1697—1781), племянник и ученик Пьера Д. Старшего, хотя и не мог сравняться ни с дядей, ни с двоюродным братом, однако выказал себя художником очень талантливым. Им исполнено только 9 портретов и 5 эстампов с картин. Лучшие из этих гравюр — портреты гр. Ф.-Л. Зинцендорфа, парижского архиепископа де Вентимилля и г-жи Ле-Бре в виде Цереры, с Риго, и Томаса Муррея, с Кнеллера. Ср. A. Fermin-Didot et G. Pawlowski, "Les Drevet" (П., 18 76).

А. С—в.

Древенец

(пол. Drwęca) — река, приток Вислы; берет начало из озера Добрицкого в Пруссии; от села Лопиноз до Любича образует границу между Россией и Пруссией и местечком Злоторией; впадает в Вислу с правой стороны. Д. судоходен в весеннее время; в нем водятся те же виды рыб, как и в Висле.

Древесина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древесная камедь

— см. Инкрустирующее вещество.

Древесная кислота

— см. Дерево, Сухая перегонка, Уксусная кислота и Уксусный порошок.

Древесная масса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древесница

или квакша (Hyla) — род бесхвостых гадов из группы дископалых (Discodactylia), состоящий из более 80 видов, распространенных по всем областям, кроме эфиопской. Семейство Д. (Hylidae), состоящее из 175 видов (1888 г.), отличается вполне развитым слуховым снарядом, отсутствием ушных желез, свободными пальцами передних ног и соединенными перепонкой пальцами задних. Подобно всем Discodactylia, снабжены присасывательными пластинками на концах пальцев. К роду Hyla принадлежит единственный европейский вид — обыкновенная Д., или квакша (H. Arborea, см. Безхвостные гады, табл. I,р. 10), водящаяся во всей средней и южной Европе, кроме Великобритании и Ирландии, в сверной Африке и Средней Азии. Сверху ярко-зеленого цвета, снизу белого с серебристым блеском, с каждой стороны от носа через глаза и по бокам тянется по черной полоске, окаймленной желтым цветом; горло у самца черно-бурое, у самки белое; длина 4 стм. Подобно другим представителям того же рода, живет на деревьях и кустарниках; икру откладывает в воде комками; зимует, зарывшись в ил; у самца на горле большой мешок, надувающийся при крике и служащий для усиления голоса. Питается Д. насекомыми, легко выживает в неволе и привыкает к людям; ее часто держат в банках как предсказателя погоды; но предсказания эти очень ненадежны. К тому же семейству принадлежат роды Nototrema и Notodelphys, водящиеся в Америке, отличающиеся тем, что самки снабжены на спине мешком, в котором яйца проходят свое развитие.

Н. Кн.

Древесница въедливая

Zeuzera pyrina L. (aesculi L.) — бабочка из семейства древоточцев (Xylotropha). Крупная — от 8 до 13 линий длиною, белая, со множеством овальных черно-синих пятнышек на крыльях, с 6 такими же пятнышками на спине; брюшко темно-синее; усики самки нитевидные, от основания до половины покрыты белым пушком; у самца до половины перистые. Гусеница 16-ногая, до 2 дм длиною, светло-желтая; но голова, большое пятно на последнем кольце тела и затылочный щит — черно-бурые, блестящие. Гусеница живет в побегах и сочной, живой древесине твердых древесных пород, преимущественно ясеня, вяза, береста, клена и фруктовых деревьев, особенно яблони; избегает тех, которые выделяют камедь, например, абрикосы, вишни и др.; реже попадается в дубе и мягких древесных породах, каковы: липа, тополь и др. Бабочки появляются в июне и в июле, малоподвижны, летают редко, только вечером; главным образом самцы. Вылезши из куколки, бабочка всползает на вершину дерева и откладывает там в течение июля свои оранжевые яйца, иногда до 1000 каждая, около почек, в пазухах листьев, на молодых ветвях и побегах.

Древесница въедливая

Куколка древесницы в ветви ясеня; а — входная камера; кора с нее снята, а испражнения высыпались, b — входное отверстие, с — перегородка. Уменьшено в 2½ paзa.

В августе из яиц вылупляются гусенички, которые тотчас въедаются внутрь листовых черешков и побегов или на ветвях выедают неправильные полости в заболони; здесь они линяют в первый раз и зимуют среди червоточины. Пораженные ветви, побеги и листья обыкновенно засыхают выше хода гусеницы в ту же осень и обламываются ветром. На другое лето растущие гусеницы перебираются в ствол и в более толстые ветви и проводят здесь целое лето, вытачивая ходы. Ход свой гусеница держит в чистоте. Размеры крупного входного отверстия равняются толщине карандаша; из отверстия часто течет сок по коре. С наступлением весны третьего лета гусеница доканчивает свой ход и наполняет испражнениями всю входную камеру до входного отверстия. В конце мая и в июне взрослая гусеница окукливается в вершине хода в особой камере или коконе из тонкого губчатого войлочка; после 6—10 дней покоя куколка пробивает нижнюю стенку камеры, постепенно спускается к выходу, выставляется наполовину из отверстия наружу, обратившись спиною книзу, и тогда из нее появляется бабочка. При большом выходе бабочек дерево кажется как бы нашпигованным. Наибольший вред Д. причиняет в южной России фруктовым садам, в которых наиболее повреждает яблони и груши; временами она в соединении с древоточцем делала совсем невозможной культуру яблони, например в 40-х г. около Одессы. В последние годы она причинила усыхание почти всех ясеней и большинства вязов и берестов в старых, искусственно разведенных степных лесах, напр. в Велико-Анадольском и Бердянском лесничествах, столь же вредит она поросли и молодым посадкам с преобладанием тех же пород; молодые стволики, подточенные у основания крупным ходом ее гусеницы, обламываются снегом и ветром. Благодаря этой бабочке ныне изменен состав древесных пород в деле искусственного лесоразведения в степях. Распространяется Д. на новые места в стадии гусеницы, путем перевозки, главным образом, внутри черенков и саженцев, также в свежесрубленных дровах и, наконец, с семенами в сучках и веточках. Меры борьбы. Удаление поврежденных деревьев во время пребывания в них гусеницы, причем вершины и ветви с молодыми гусеничками следует сжигать немедленно, а стволы — погружать в воду дней на 10 для умерщвления взрослых гусениц или увозить стволы в такие места, где гусеницам нечем будет питаться. В молодых посадках и на поросли возможен, кроме того, ручной сбор ярко окрашенных и хорошо заметных бабочек в течение лета. При садовом уходе за деревьями молодых гусеничек можно уничтожать обрезыванием и сжиганием осенью тех побегов, на которых заметны признаки нахождения в них гусениц, а взрослых гусениц уничтожают, просовывая в их ходы проволоку, которая и прокалывает гусеницу. Предупредительная мера — осторожное приобретение черенков и саженцев. В природе Д. имеет сильного врага в лице дятла.

Ив. Шевырев.

Древеснокислое железо

— см. Железные протравы.

Древесноуксусная кислота и древесный спирт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древесные змеи

(Dendrophydae) — змеи с длинным и тонким телом, длинной приплюснутой головой и выступающей округлой мордой. Некоторые из них окрашены в зеленый цвет листвы. Многие считаются местными жителями ядовитыми, но, по-видимому, иные, если и ядовиты, то только для мелких животных, хотя у всех у них имеются задние бороздчатые зубы. Формы экзотические. Сюда относятся зеленые змеи (Philodryas) Вест-Индии и Мадагаскара, древесные змеи (Dendrophis) Ост-Индии, плетевидки (Dryophis) южной Азии и др.

Древесные куры

— группа куриных птиц из семейства тетеревиных (Tetraonidae), похожих на наших куропаток, но отличающихся двумя зубчиками на нижней челюсти. Водятся в Америке; по образу жизни одни приближаются к нашим куропаткам, другие — к рябчикам. К первым принадлежит Д., или виргинская перепелка (Ortyx virgmianus Gould), сверху рыжевато-бурая c черными и желтыми пятнами и полосками; снизу беловато-желтая с рыже-бурыми и черными поперечными волнистыми линиями, с белым у самца и желтым у самки горлом: длина 25 см. Водится в Северной Америке, разведена в Великобритании. Мясо вкусно.

Н. Кн.

Древесные листья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древесный гриб

— см. Домовой гриб и Гниль.

Древесный спирт

— см. Древесноуксусная кислота и Д. спирт, Метиловый спирт.

Древесный уголь

— см. Горючие материалы и Уголь.

Древинский

(Лаврентий) — малорусский писатель первой половины XVII в., ревностный защитник православия. Изданы его "Речь" на варшавском сейме 1620 г. в защиту православных и "Протестация" 1630 г. о похищении униатами имущества виленского братства. Д. считают автором "Синопсиса ", вышедшего в Вильне в 1632 г. на польском языке, в котором помещены привилегии, данные польским правительством русскому народу, и изложены притеснения православных униатами.

Н. С — в.

Древляне

— одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву. Имя Д., по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах. Описывая нравы Д., летописец выставляет их, в противоположность соплеменникам своим — полянам, народом крайне грубым ("живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них не бываще, но умыкиваху у воды девица"). Ни археологические раскопки, ни данные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такой характеристики. Из археологических раскопок в стране Д. можно заключить, что они обладали известной культурой. Прочно установившийся обряд погребения свидетельствует о существовании определенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у Д. хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая. Из летописного рассказа о мщении Ольги видно, что у Д. в Х в. были города, князья и сословия. Существует мнение (проф. Ключевского), что Д. еще в Х в. оставались разделенными на мелкие округа, с князьями во главе каждого; князья эти были независимы, хотя иногда и соединялись друг с другом; правили они вместе с "лучшими мужами", "старейшинами града". По сказанию летописи, в давние времена Д. обижали своих соседей полян; но уже Олег подчинил их Киеву и наложил на них дань. В числе племен, подчиненных Олегу и участвовавших в походе его на греков, упоминаются и Д.; но они покорились не без упорной борьбы. По смерти Олега они сделали было попытку освободиться; Игорь победил их и наложил еще большую дань; не довольствуясь и этою данью, он пошел в Древлянскую землю за новыми поборами; Д. возмутились и убили его. Вдове Игоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение Д. Святослав Игоревич посадил в Древлянской земле своего сына, Олега. Владимир Св., раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава, который был убит Святополком Окаянным. Со времени Ярослава Древлянская земля входит в состав Киевского княжества. Политическим центром Д. в эпоху их самостоятельности является гор. Искоростень; в позднейшую пору центр этот, по-видимому, переходит в город Вручий (Овруч). См. В. Б. Антоновича, "Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян" ("Материалы для археологии России", № 11, СПб., 1893).

Е. К.

Древнегреческая литература и древнегреческая философия

— см. Греческая литература и Греческая философия.

Древнегреческие монеты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древнегреческий язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древнегреческое искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древнегреческое право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древнехристианское искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древние языки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древний красный песчаник

— см. Девонская система.

Древник еловый

(Hylobius abietis L.) — жук из семейства долгоносиков (Curculionidae), повреждает культуры хвойных деревьев, главным образом сосны и ели. Крупный, 7—14 мм в длину, темно-бурый, с редкими желтоватыми волосками и чешуйками, усеян мелкими точками, ямочками; хоботок довольно длинный, круглый, слегка согнутый; близ конца его прикрепляются усики; бороздка для них загибается к нижнему краю глаза, на вершинах голеней по одному крупному зубцу в виде крючка; на бедрах, около середины, также по одному крупному зубцу; щитик волосистый; на элитрах крупные продольные пунктиры с морщинистыми промежутками; желтые чешуйки-волосики образуют на элитрах две прерывающиеся перевязки и отдельные небольшие пятнышки. Жуки появляются с конца апреля; в течение мая и июня кладут свои яички по одному в кору пней и верхних корней деревьев, срубленных в предшествовавшую зиму. Личинки по выходе из яиц спускаются вдоль корня, выедая постепенно расширяющиеся ходы сначала в лубе, а потом в заболони, так что источенный ими корень получает ребристый или граненый вид с продольными глубокими каналами. К концу того же лета личинки достигают взрослого состояния, и каждая, углубившись в заболонь, приготовляет колыбельку, закупоривает ее крупными огрызками древесины и проводит зиму в заболони; весною следующего года окукливаются, и летом из них выходят новые жуки, которые большею частью только кормятся, всползая на деревья до осени и, перезимовав во мху на земле, следующей весною начинают класть яйца. Все развитие от яйца до готового к размножению жука может продолжаться 1—1½ года; но при благоприятных условиях личинки могут окукливаться и даже превращаться в жуков осенью того же года, когда были отложены яйца. Иногда жук, начав откладывание яиц в одно лето, продолжает и оканчивает его в течение следующего. Повреждения причиняет Д. исключительно во взрослом состоянии. Жуки по выходе из зимних помещений всползают на молодые 3—6-летние сосны и ели и объедают на них кору до заболони небольшими площадками; ранки впоследствии покрываются смолою, сливаются между собою, и весь стволик засмоляется и гибнет. Эти повреждения чаще наблюдаются в нижней части стволика; реже жук попадает на тонкие части более высоких и взрослых деревцев; не щадит также и более молодых, 1—2-летних саженцев. Насколько одноядна личинка Д., питающаяся корнями исключительно хвойных деревьев (кроме тиса и можжевельника), настолько же многояден самый жук; последний повреждает кору не только всех хвойных, но также нападает при нужде и на многие лиственные деревья, наприм. дуб, ольху, березу и др., если только они растут вблизи хвойных насаждений. Для истребления жуков прибегают к ручному сбору, устраивая жукам разного рода приманки. Ловчая кора — большие куски свежесодранной сосновой или еловой коры, обращенные внутренней, лубяной стороной к земле, раскладываются на земле в местах появления жуков; на кору накладывают камни, под кору кладут свежие побеги сосны или ели так, чтобы они торчали из-под нее; жуки собираются во множестве под кору для питания, и отсюда их ежедневно выбирают, а кору кладут по-прежнему. Ловчие вязанки свежих сосновых и еловых ветвей также привлекают жуков во множестве, равно как и свежерасколотые поленья стволов, разложенные в разных местах по земле корою книзу и отчасти очищенные от коры. Ловчие канавы с вертикальными стенками в ½ арш. глубиной и около ¼ арш. в ширину; на дне канавы роют еще ямки около ¼ арш. глубиной; сюда и попадают жуки, которых ежедневно оттуда выбирают и уничтожают; на дне канав раскладывают свежесрезанные еловые и сосновые ветви и побеги. Для предупреждения массового появления жуков на культурах: 1) изолируют площадь их посредством таких канав; 2) избегают культивировать свежевырубленные лесосеки, выжидая, пока разовьются и уйдут с них жуки, начавшие здесь развиваться в первый год после вырубки; 3) корчуют пни и сжигают их корни на лесосеках, предназначенных для культуры, с целью уничтожения живущих на корнях личинок древника; корчевание начинают в конце первого лета после вырубки, когда все корни будут заражены личинками, и кончать его необходимо к началу следующего лета, чтобы не упустить развившихся из личинок жуков; 4) закапывают весною в землю наклонно свежесрубленные сосновые и еловые жерди в руку толщиною, так чтобы один конец жерди углублялся до ½ арш. в землю, а другой выдавался бы из нее на 3—4 врш.; жуки очень охотно откладывают на эти жерди свои яйца, и выводки их легко уничтожаются в конце лета сжиганием вместе с жердями. В пример чрезвычайного размножения Д. укажем, что в одном саксонском лесничестве в период 1881—84 гг. было собрано посредством ловчих канав около 10 миллионов жуков. Кроме описанного Д., в лесах наших встрчаются еще два, менее вредные: Hyl. pinastri Gyll. очень похож на первого, но обладает способностью охотно и высоко летать, почему нередко повреждает ветви и побеги на вершинах старых сосен; другой, Hyl. piceus De Geer, вредит лиственницам и выводится на лиственничных пнях.

Ив. Шевырев.

Древности

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древности Московского археологического общества

— труды Московского археологического общества, издавались в Москве в 1865—1876 гг.

Древняя и Новая Россия

— ежемесячный иллюстрированный исторический журнал; издавался в СПб. в 1875—81 гг. В. И. Грацианским под редакцией С. Н. Шубинского (до сентября 1879 г.). Журнал занимался историей и этнографией исключительно России, давая не сырой материал, а преимущественно обработанные статьи и притом таких ученых, как К. H. Бестужев-Рюмин, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, М. И. Сухомлинов, Я. К. Грот, И. Е. Забелин, О. Ф. Миллер, В. И. Герье, Н. Я. Аристов, Е. Е. Замысловский, А. Н. Веселовский и др. Иллюстрации представляли прекрасную портретную галерею русских исторических деятелей. См. "Систематический указатель к журналу Д. и Н. Р." (СПб. 1893).

Древняя российская вивлиофика

— см. Новиков.

Древовал

— орудие, употребляемое для валки целых деревьев с корнями (см.). Между Д., весьма разнообразными по своему устройству, лучшим считается швейцарский, или лесной черт (Waldteufel). Он состоит из деревянного рычага (около 2½ саж. длины), окованного в нескольких местах железом и прикрепляемого посредством железного крючка G и цепи ор к пню, находящемуся вблизи сваливаемого дерева. Верхняя часть ствола последнего (не выше, однако, ⅔ его длины) тоже плотно обвязывается цепью mn и в кольцо m продевается крючок s от проволочного или пенькового осмоленного каната sk (5—6 с. длиною), за другой крючок которого k задевается длинная цепь trgh (3½—4½ саж.). В звенья этой цепи постепенно вкладываются крючья d и f от цепей cd и ef, прикрепленных к рычагу, при последовательном передвижении рычага.

Древовал

После установки Д., как показано на рисунке, четверо рабочих приближают длинный конец рычага к сваливаемому дереву, и в это время пятый рабочий, стоящий возле крючка d, перемещает его в следующее, ближайшее к дереву, звено цепи trgh. Затем рабочие начинают удалять конец рычага от дерева, отчего цепь сd, прежде туго натянутая, постепенно ослабевает и крючок d может быть перемещен в соседнее звено длинной цепи; потом повторяется движение конца рычага к дереву и перемещение крючка f в ближайшее звено цепи и т. д. Такое изменяющееся движение рычага и попеременное перемещение крючьев d и f из одних звеньев длинной цепи в следующие, ближайшие к сваливаемому дереву, продолжается до тех пор, пока большая часть корней дерева будет выдернута из почвы и ствол дерева повалится на поверхность земли, причем подкладывают возле ствола по направлению его падения кучу поленьев. Давление в один фунт на длинный конец рычага обнаруживает на корни дерева, смотря по длине последних и высоте, на которой укреплена цепь Д. на стволе дерева, давление от 200 до 800 фн. По исследованиям Сиверта, при употреблении швейцарского Д. добывается от 100% до 140% больше массы пней и корней и работа на 40—60% идет быстрее.

Ср. R ühmann "Allgemeine Maschinenlehre" (1862); "Monatsschrift für das Forst- und Jagdwesen" (186 6); "Русское сельское хозяйство" (т. IV, 1870); "Centralblatt f ü r die gesammte Forstwesen" (1876); "Deutsche Landwirthschaftliche Presse" (1877) и "Zeitschrift f ü r die Forst und Jagdwesen" (1880). Проф. Гесс рекомендует также нассауский Д., или Вомана, — ср. Schuster "Anweisung zum wohlfeilsten und gr ü ndlichen Baum-und Stockroden" (1859); "Allgemeine Forst- und Jagdzeitung" (1859, 1864, 1870, 1876 и 1879); "Centralblatt f ü r die gesammte Forstwesen" (1877, 1879 и 1880) и "Сельский хозяин" (1885, № 2).

В. Собичевский.

Древоведение

дендрология (старин. древословие) — часть ботаники, занимающаяся описанием характерных признаков древесных и кустарных растений. Некоторые авторы относят сюда, кроме чисто ботанической характеристики, и анатомическую — преимущественно строение коры и древесины, а также географическое распространение деревьев и кустарников. В специальных курсах Д. для лесных хозяев и садоводов обращается главнейшим образом внимание на лесные, плодовые и парковые или декоративные деревья и кустарники, причем рассматриваются лесоводственные или садоводственные их особенности, что составляет как бы переход уже от чистой науки к прикладной, специальной. Д. существенно отлично от лесной ботаники — описания всех вообще растений, интересных для лесного хозяина. Из обширной литературы можно указать: Th. Hartig, "Vollsi ändige Naturgeschichte der forstlichen Culturpflanzen Deutschlands" (1840—51); K. Koch, "Hortus dendrologicus" (1854); F. Fiscali (A. Hartinger), "Deutschlands Forstculturpflanzen" (1851—1 856, 5 вып. 2-е изд. 1858); К. Koch, "Dendrologie: Ba üme, Sträucher und Halbsträ ucher, welche in Mittel und Nordeuropa im Freien cultivirt werden" (1869—74) — классическое соч.; его же, "Vorlesungen über Dendrologie" (1875); Lauche, "Dendrologie" (1886); L. Dippel, "Handbuch der Laubholzkunde" (1889). На русском языке первым по времени — "Краткая российская дендрология или общие правила о российских лесах, в пользу любителей лесоводства изданные" (1789); затем "Карманная дендрология важнейших и употребительнейших пород при кораблестроении, составленная в департаменте корабельных лесов" (1835) и Цигра, "Древесная флора" (1842) — все три сочинения имеют лишь историческое значение; Э. Регель, "Русская дендрология" (1870—82); Я. С. Медведева, "Деревья и кустарники Кавказа" (1883) и "Практическая дендрология, изд. под ред. В. Я. Добровлянского (1891—93; 4 вып.)

В. Собичевский.

Древовидные папоротники

— см. Папоротники.

Древогнезды

(Хуlосора) — род перепончатокрылых насекомых из семейства Apidae (см. Пчелиные). Тело их крупное, массивное, по внешнему виду напоминает шмелей (см.); голова самок толстая и широкая, у самцов уже; брюшко широкое, слабовыпуклое, сверху редковолосистое; собирательный аппарат находится на голенях и 1-м членике лапок задних ног. Многочисленные виды Д. распространены преимущественно в теплых странах; некоторые виды встречаются в южной Европе, а наиболее обыкновенный X. violacea водится и в Средней Европе. Д. делают гнезда в старых стволах и ветвях деревьев; гнездо имеет форму трубки, перегороженной на несколько отделений. X. violacea блестяще-черного цвета с черными волосками; крылья темно-бурые с фиолетовым отливом; длина 2,5 см; летает ранней весной и (второе поколение) осенью; встречается в особенности на мотыльковых. Самки строят в гнилом дереве гнездо из приблизительно 12 ячеек, откладывая в каждую по 1 яйцу и мед с цветочной пыльцой, служащие пищей для личинки.

M. P.-К.

Древоизмерение

— см. Дендрометрия.

Древолаз

(Penophthalmus) — см. Колбни.

Древолазы, животные из отрядов сумчатых и насекомоядных

— В русской зоологической литературе название Д. дается различным животным: 1) Д. (Dendrolagus) — род млекопитающих из семейства длинноногих (Macropodidae) отряда сумчатых (Marsupialia). В противность прочим длинноногим у Д. передние ноги лишь немного короче задних. Верхние клыки всегда существуют. Известно 4 вида Д. в Новой Гвинее и Северном Квинсленде (Австралия). D. ursinus M ü ll. из Новой Гвинеи достигает до 1,25 м длины, из коих около половины приходится на хвост; покрыт густым длинным мехом блестяще-черного цвета; нижняя часть тела и морда бурая. От остальных представителей своего семейства Д. отличаются тем, что живут на деревьях, по которым превосходно лазают. Питаются листьями и молодыми побегами. — 2) Семейство Д. (Cladobatidae s. Tupajae) из отряда насекомоядных (Insectivora). Представители этого семейства, живущие в Ост-Индии, Индокитае и на Зондских островах, по общему виду и образу жизни напоминают белок, но отличаются длинным, тонким, вытянутым рылом. Мех длинный и пушистый; длинный хвост, на котором волосы расположены симметрично (двурядно). Зубов 38—44; клыки короче резцов. Большая и малая берцовая раздельны. Пальцев по 5 на всех ногах, с короткими кривыми когтями; подошвы голые. Живут на деревьях, питаются плодами и насекомыми, ведут дневной образ жизни. Немногочисленные виды этого семейства по образу жизни и по наружности мало отличаются друг от друга. Тана (Cladobates tana Wagn.) с 38 зубами и длинным двурядным хвостом — один из самых крупных видов, величиною с белку: длина тела около 20 см, хвоста столько же. Темно-бурого цвета с темной полосой вдоль спины. Водится на Борнео, Яве, Суматре, Малайском полуострове и в Индостане, в лесах, садах и бамбуковых зарослях.

В. Ф.

Древолазы, семейство воробьиных птиц

или горшечники (Anabatidae s. Dendrocolaptidae) — южно-американское семейство мелких воробьиных птиц из подотряда одноголосых (Mesomyodi), обнимающее собой более 40 родов с более чем 200 видов. По внешнему виду Д. напоминают некоторых дроздов. От других одноголосых отличаются прямым или очень слабо изогнутым надклювьем. Хвост их средней длины или длинный. Все древолазы живут в лесах, питаются насекомыми. Для большинства Д. весьма характерны их гнезда. О гнездах относящегося к Д. рода печников (Furnarius) см. Печник. Другой род, именно пучкогнезды (Anubius), получивший такое название за форму своих гнезд, прикрепляет их к тонким боковым ветвям деревьев. Гнездо представляет подвешенную к ветви дерева большую метелку хвороста до метра в длину. Концы хвороста торчат во все стороны. Внутри этой метелки, снизу кверху поднимается круглый вход, который приводит к маленькому настоящему гнезду, расположенному в одном из пучков хвороста и свитому из сухой травы, моха и шерсти. Каждый год пучкогнезд к старой метелке хвороста прибавляет новый пучок и вьет в нем новое гнездо. Таким образом внутри метелки может быть целый ряд гнезд различного возраста. Представителями Д. могут служить печник рыжий (Furnartus rufus, см. Печник), пучкогнезд бразильский (Apubius frontalis) и горшечник хохлатый (Anabates cristatus). Пучкогнезд бразильский сверху оливково-серого цвета, нижняя сторона тела — светлая; лоб — темно-рыжий; над глазами — белая полоска. Хохлатый горшечник — зеленовато-желтого цвета, с длинным хохлом на голове.

Ю. В.

Древотерка

— см. Древесная масса.

Древоточец

или корабельный червь, или шашень (Teredo) — poд моллюсков из класса пластинчатожаберных (Lamellibranchiata) (см.), отряда сифонных (Siphoniata), семейства буравящих (Pholadidae). Д. отличается очень длинным вытянутым червеобразным телом с вздутым передним концом, который одет складкой мантии и несет очень небольшие трехлопастные створки раковины, обхватывающие в виде двух дужек лишь передний конец тела; через узкую щель мантии на переднем конце тела может выдвигаться малоразвитая нога; на заднем конце тело оканчивается двумя сифонами; у основания сифонов лежат две известковых пластинки. Д. живут в море, протачивая в дереве, находящемся в воде, ходы, по всей вероятности, с помощью движения створок раковины. Ходы покрываются изнутри слоем известкового вещества, образующим трубку, в которую заключено тело животного, прикрепленное к ней в двух местах. Д. раздельнополы, яйца развиваются частью в жабрах матери, частью на свободе. Своими ходами Д. быстро разрушают самое твердое дерево; в 4—5 лет дубовая свая, подвергшаяся нападению их, становится совершенно негодной. Этим они приносят большой вред различным деревянным сооружениям в гаванях, плотинам, судам и т. д. В 1731 и 1732 г. Нидерланды были в большой опасности, так как Д. сильно повредили плотины, защищавшие от затопления берега Зеландии и Фрисландии. Громадный вред приносили они и верфям Плимута и Фальмута, пока не удалось защититься от них, вбивая в подводные части свай множество гвоздей с широкими шляпками; слой ржавчины, образующийся на поверхности свай, защищает дерево от Д. Для защиты от Д. подводную часть судов обивают медными листами. К Д. принадлежат 8—10 видов, водящихся в теплых и умеренных морях. Наиболее важные разрушения производит на европейских берегах Т. navalis (длина до 20 см); в Ост-Индии водится Т. arenaria длиной до 90 см.

Н. Кн.

Древоточец пахучий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дреговичи

— одно из племен русских славян, жившее между Припятью и Двиною. Под именем другувитов (δρονγονβίται) Д. известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь в стороне от великого варяжского пути, Д. не играли видной роли в истории Древней Руси. Летопись упоминает только, что Д. имели некогда свое княжение. Подчинение Д. киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. В области Д. образовалось впоследствии княжество Туровское. См. Завитневич, "Область Д." (в "Трудах Киевской духовной академии", 1886, № 8), и Довнар-Запольский, "Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII столетия".

Дреелит

(минер.) — разновидность тяжелого шпата (см. Барит), содержит до 6% СаО, кристаллизуется в ромбоэдрич. отд. гексагональной сист. (барит ромбической сист.); встречается в Божо (Deprt. Sa ône et Loire).

Дрезден

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дрезеке, Иоанн Генрих Бернгард

(Dräseke, 1774—1849) — выдающийся немецкий проповедник, епископ магдебургский. Главные сочинения: "Predigten ü ber Deutschlands Wiedergeburt" (2 изд. 1818), "Predigten f ü r denkende Verehrer Jesu" (5 изд. 1836), "Predigten ü ber die letzten Schicksale unseres" (3 изд. 1826), "Vom Re iche Gottes" (1830), "Nachgelassene Predigten" (1850—51).

Предыдущая страница Следующая страница