Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Д" (часть 38, Доб)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Д" (часть 38, Доб)

Предыдущая страница Следующая страница

Добаунт

(Doobaunt, по-инд. Тубаунг) — большое озеро в Канаде, под 62° с. ш. и 98° з. д.

Добберт

(Эдуард Яковлевич) — писатель по части истории изящных искусств. Род. в СПб. в 1839 г. Изучал историю, между прочим, в Дерптском университете. В 1861—1869 гг. занимался в СПб. преподаванием истории и соприкасающихся с ней предметов преимущественно в частных гимназиях. В 1866 г. издавал журнал: "St.-Petersburger Wochenschrift", имевший целью знакомить немецкую публику с современной и былой культурой России. Близко ознакомившись с коллекциями Имп. акад. художеств, он совершил, летом 1869 г., поездку в Новгород, Москву, Киев и Одессу, с целью изучения сохранившихся там памятников византийского и древнерусского искусства, а затем поселился в Мюнхене, где занимался в художественных музеях и в Публичной библиотеке, а также слушал лекции профессоров Брунна и Месмера. Следовавшее после того девятимесячное пребывание свое в СПб. он употребил, главным образом, на изучение византийского и русского искусства в Древнехристианском музее Академии художеств, в других ее собраниях и в рукописном отделении Императорской публичной библиотеки. Совершив в 1871—72 гг. путешествие с научной целью по Италии, был допущен к чтению лекций в Мюнхенском университете в качестве приват-доцента, но весной 1873 г. получил из Берлина приглашение на кафедры истории искусства в местных Академии художеств и Высшей технической школе, которые занимает и поныне, пользуясь летними вакациями для научных экскурсий в разные страны — Италию, Францию, Россию и те или другие края Германии. Во втором из вышеупомянутых учреждений был ректором в течение 1885-86 учебн. года. Состоит членом совета Берлинской академии художеств, членом Императорского немецкого археологического института, почетным вольным членом СПБ. акад. худ. (с 1878 г.) и членом Московского археологического общества (с 1880 г.). Главные научно-литературные труды Д.: "Die Darstellung des Abendmahls durch die byzantinische Kunst" (в "Jahrbuch. für Kunstwissensch." А. Цана, IV т., 1871); "Das Abendmahl Christi in der bildenden Kunst bis gegen den Schluss des XIV Jahrh." (в "Repertorium f. Kunstwissensch." Г. Яничека, XIII т., 1890 и послед.); "Ueber den Styl Niccolo Pisano's und dessen Ursprung" (Мюнхен, 1873); часть 7-го т. во 2-м изд. "Истории образных искусств" Шнаазе, охватывающая собой средневековую эпоху Италии и крайние области западного искусства; монография о семействе Пизано, Джотто, Сьенской живописной школе, Андреа Орканья и Беато-Анджелико в издании Р. Доме: "Kunst u. Künstler d. Mittelalters u. d. Neuzeit" (II Abth., 1 Bd.; Лпц., 1878) и "Der Triumph des Todes im Campo Santo zu Pisa" (в "Reper torium f. Kunstwiss., IV т., 1881). Из прочих сочинений Д. следует указать на ряд статей, посвященных русским художникам и способствовавших распространению в Германии правильных понятий о прошедшем и нынешнем состоянии искусства в нашем отечестве, между прочим, на статьи во "Всеобщем словаре художников", выходившем в свет под редакцией Ю. Мейера, и на биографии К. П. Брюллова (в "Nordische Presse", 1 871) и А А. Иванова (в "National-Zeitung", 1881).

А. С—в.

Добберт (дополнение к статье)

(Эдуард Яковлевич) — историк искусства; умер в Швейцарии, в 1899 г.

Добби

— см. Переборный механизм.

Добель

(Петр Васильевич) — родом ирландец, занимался торговлей и в 1817 г. назначен русским консулом на Филиппинских островах. Много путешествовал; его рассказы о Сибири были сообщены в "Сыне Отечества", 1815 в 1816 гг. Умер в 1852 г. Напечатал "Travels in Kamtschatka and Liberia" (Л., 1830 г.; на русский яз. переведена только 2-я часть, Джунковским, СПб., 1833; здесь и биография Д.); "Sept années en Chine" (перев. Е. Голицына, СПб., 1838); "Russia at it is, and not as it has been represented" (Л., 1833).

Добельбад

(также Тобельбад) — климатическая станция для истощенных и нервных субъектов в Австрии, в Штирии, в лесистой местности, на высоте 330 м над уровнем моря. Прекрасный бальзамический воздух, красивое местоположение. Лечение сывороткой. Несколько источников.

Г. М. Г.

Добельн

— см. Дебельн.

Добельсберг

— гора Курляндской губернии, через которую тянется в южной части Курляндского полуострова возвышенная дугообразная полоса от Соббернского озера к Альт-Ауцкому озеру. Возвышенность эта составляет наивысшую часть Курляндской губернии и колеблется между 137—167 м на высоком хребте. К ЮЗ от Грос-Ауцкого церковного имения (пастората) имеются две Добельсбергские горы, разделенные рекой Вацакс.

Доберан

(Doberan) — город в великом герцогстве Мекленбург-Шверин, известный своими морскими купаниями и железистыми источниками; 3950 жителей. Морские купания Гейлигендамм на берегу Балтийского моря, отдаленные на 6 км от города, самые старинные в Германии.

Доберскальн

— гора в верхней Курляндии, близ Зельбурга; 163 м высоты. Д. поднимается над левым берегом Западной Двины, которую стесняет здесь вместе с возвышенным, обрывистым правым берегом, скалистым, как и гора Д.

Добиньи

(Шарль Франсуа Daubigny, 1817—1878) — один из замечательнейших французских пейзажистов новейшего времени. Первоначальное художественное образование получил в Париже, под руководством своего отца, Эдма Франсуа Д., и в возрасте 15—16 лет уже добывал средства к жизни раскраской жестянок, мелкими декоративными работами и рисунками для иллюстраций. Скопив себе небольшую сумму денег, отправился в Италию и провел 11 месяцев в Субиако, близ Рима. По возвращении из этого путешествия в Париж, работал у одного реставратора картин и посещал классы Училища изящных искусств, где его ближайшим наставником был знаменитый П. Деларош. Окончательным развитием своего таланта он был, однако, обязан собственному труду и непосредственному изучению природы. Начав выставлять свои картины в парижских салонах с 1838 г., стал входить все в большую и большую известность с 1851 г., в котором явились перед публикой его: "Прачка в Оптев ò ", "Ладья" и "Собирание винограда". В этих прекрасных пейзажах, а еще решительнее в последующих произведениях своей кисти, он явился импрессионистом в лучшем смысле слова: не заботясь о выделке деталей, он верно и сильно передавал общее впечатление природы широким, свободным приемом исполнения, свежими и гармоничными красками. Вблизи его живопись кажется грубой и небрежной; но с некоторого расстояния она представляется точным воспроизведением действительности, полным поэзии, возбуждающим в зрителе то отрадное, то меланхолическое настроение. Мотивы его пейзажам доставляли преимущественно приморские места Бретани и Нормандии, Морван, реки, а также, с 1864 г., испанские постоялые дворы (posades). Для написания этюдов прямо с натуры Д. завел себе судно, на котором и разъезжал по разным местностям. Как на особенно замечательные из картин Д., можно указать на "Шлюз в Оптевоской долине" (1855, в Люксанбургской галерее, в Париже), "Весну" (1854, там же), "Берега Уазы" (1857, в Бордоском муз.), "Деревню близ Боньера" (1867), "Девственные острова в Безоле" (1851, в Авиньонском муз.), "Вид в Кальвадосе" (1867, в Марсельском муз.) и на некоторые другие. В Кушелевской галерее Имп. акад. худ. в СПб. имеется прекрасный пейзаж этого художника: "Пруд". Д. известен также, как отличный гравер-офортист. Из его многочисленных гравюр лучшие: "Кустарник" и "Луч солнца", с луврских картин Я. ван Рюйсдаля. — Сын и ученик знаменитого пейзажиста, Шарль Пьер Д., прозванный Карлом Д. (род. в 1846 г.), составил себе уважаемое имя во французском искусстве пейзажами, написанными совершенно в манере его отца, но не столь мастерскими и поэтичными.

А. С—в.

Доблен

(по-латышски Dobele) — безуездный город Курляндской губернии, Митавского (Добленского) уезда, на левом берегу Берзы, с развалинами старинного замка, основанного в 1263 году. В 1620 г. Д. был взят Густавом-Адольфом. 2 лютеранские кирки, лютеранское церковное училище, 1 училище частное мужское, 2 женских и 1 для детей обоего пола. Вольная пожарная команда. 65 торговых и промышленных заведений (1890). Медоваренный завод, казенная шерстопрядильня и чесальня, казенная водяная мельница. Близ Д. серный ключ. 1694 жителя. Население Д. и его окрестностей говорит на особом, "добленском", латышском наречии.

Добленский уезд Курляндской губернии, переименован в Митавский (см. Митава).

Добнер

(Геннадий) — историк Чехии (1719—1790), австрийский придворный историограф; был членом ордена пиаристов. Его труды по чешской истории до сих пор имеют большое научное значение. Главные из них: "Wenceslai Nagek a Liboezan", "Annales Bohemorum e bohemica editione latine redditi et notis illustratis" (Прага, 1761-83) и "Monumenta historica Bohemiae nusquam ante hoc edita" (Прага, 1764-86).

Добока

(мад. Dòboka) — название комитата в Семиградии, который в 1876 г. вошел в состав нового комитата Солнок-Добока (по-мадьярски Szolnok-Dóboka), главным городом его был Сек (мад. Szék).

Добра, местечко Калишской губернии

— местечко Турекского уезда Калишской губернии, на правом берегу реки Телешины, притоке Варты. Жителей 5400; главное их занятие — торговля хлебом и шерстью. Маслобойные заведения, обороты которых довольно значительны.

Добра, португальская монета

— португальская золотая монета, чеканившаяся с 1722 г., ценой около 22 рублей, весом около 28,5 г. Монета эта у иностранцев более известна под названием дублона.

Добраон

— золотая португальская монета, одна из крупнейших монет из этого металла. Добраоны были 916/1000 пробы, весом около 60 г, ценой в 20000 рейсов (около 41 рубля). Они чеканились до 1722 г., когда заменены доброй. Чеканились также 1/2 и 1/4 Д. Первые более известны под названием португалёзов или португальских золотых; последние обращались и у нас, в XVII веке.

Добрая

— река, левый приток реки Чир, системы реки Дон, в Земле Войска Донского; берет начало во Втором Донском округе двумя истоками, Правая и Левая Д.; течет сперва с С на Ю и по соединении обеих речек поворачивает несколько на З, где после 45 вер. течения впадает с левой стороны в реку Чир. Д. несудоходная и неудобна для сплава.

Добрая совесть

(bona fides) — юридическое понятие, служащее для определения образа действий сторон, заключающих юридические сделки, и вместе с тем, принцип толкования этих сделок. Выражение это, римского происхождения, укрепилось и в современном праве. У римлян сделки и суды по доброй совести (judicia bonae fidei) противополагались формальным сделкам и судам "строгого права", как более мягкие и справедливые. Действительным намерениям сторон отдавалось здесь предпочтение перед буквальным смыслом сказанных слов, вопреки тому, что имело место при формальных сделках строгого права, где слова и внешние моменты сделки совершенно оттесняли истинный смысл соглашения, оставляя полный простор обманам и уловкам. Суды по доброй совести имели целью борьбу с этими уловками и обманом, откуда и римское определение Д. совести, как начала, противного лжи и обману. В судах по Д. совести можно было отыскивать не только то, что прямо было выражено в сделке, но и то, что непосредственно вытекало из ее смысла, входило в состав ее по требованию обычая или закона или обусловливалось ее природой; здесь можно было также оспаривать сделки, имевшие законный вид, но страдавшие внутренними пороками. О размерах действия принципа Д. совести и историческом развитии самого понятия в литературе римского права существует спор. Одни приписывают этому понятию широкую роль творческого принципа в создании защиты всех соглашений неформального характера, развившихся в позднейший период истории римского права и занявших место рядом со стипуляцией; другие допускают лишь влияние доброй совести на толкование сделок, уже получивших защиту, и отрицают возможность проведения под ее покровом в юридическую область отношений, стоявших вне сферы права. Вернее, кажется, второе мнение, потому что понятие Д. совести в Риме не получило полного развития и включало лишь определенное, ограниченное, хотя и довольно обширное количество исков. Иски по Д. совести медленно входили в жизнь, что видно, между прочим, из того, что у римлян было лишь четыре вида консенсуального контракта, допущенных к прямой защите — а консенсуальный контракт (см.) служит самым типичным представителем сделок по Д. совести. В современном праве начало Д. совести допускается при толковании всех юридических сделок, независимо от их формальной или неформальной природы. Постановление ст. 1135 франц. гражданского кодекса: "les conventions obligent non seulement à ce qui y est exprimé, mais encore à toutes les suites que l'equité, l'usage, ou Ja loi donnent à l'obligation d'après sa nature" — находит себе общее признание [В саксонском Гражданском Уложении (ст. 858) это выражено с еще большей определенностью: "Исполнение договора должно охватывать собой все то, что должно быть совершено согласно с особым уговором участвующих лиц, согласно с постановлениями закона относительно данного договора и, вообще, согласно с добросовестностью и образом действий честного человека".], не исключая и русского закона, гласящего: "Если словесный смысл (договора) представляет важные сомнения, тогда договоры должны быть изъясняемы по намерению их и Д. совести" (ст. 1539 т. X, ч. I Св. Зак.). Широкому применению этого начала в судебной практике способствует и то, что толкование соглашений есть исключительное дело судей по существу и не подлежит поверке в кассационном порядке. Тем не менее, даже в современном праве роль начала Д. совести ограничивается сферой толкования сделок и не распространяется на защиту отношений, стоящих вне сферы права. Юридическое понятие Д. совести следует поэтому отличать от бытового, которое гораздо шире юридического. Юридическое понятие Д. совести предполагает согласие с действующими нормами права и строем юридических отношений, а не с предписаниями нравственности или того, что называют справедливостью. О других приложениях принципа Д. совести и видоизменении значения слова см. Добросовестность.

Ср. Муромцев, "Гражд. право др. Рима" (351 сл.); Pernice, "Marcus Antistius Labeo" (т. 2); H. Krüger, "Zur Geschichte der Entstehung der bonae fidei judicia" (в "Zeitschrift der Savigny-Stiftung ", т. II, Rom. Abt.).

B. H.

Добре

— селение, лежащее верстах в 40 к СВ от Варшавы; памятно по упорному бою, происходившему около него 5 февраля 1831 г. между польским отрядом Скржинецкого (12 батальонов, 4 эскадрона, 12 орудий) и частью правой колонны наступавших к Варшаве русских войск, которыми командовал генерал барон Розен (см. Польская война 1831 года). После 4-часового боя Скржинецкий принужден был отступить, потеряв около 600 человек; у нас выбыло из строя 16 офицеров и 739 нижних чинов.

Добреелит

— минерал, встречающийся только в некоторых железных метеоритах; химический состав: FeCr 2S4 = FeS.Cr2S3 по М. Bauer'y, CrS по Чермаку. Среди теллурических минералов не известен.

Добреит

— минерал (по имени Добрэ, известного французского геолога, см.), представляет продукт разрушения висмутового блеска (см.), встречается на последнем в виде волокнистых или землистых, также пластинчатых агрегатов, светло-желтый до светло-серого цвета. Химический состав (вероятный): ВiСl 3.2ВiО 3.3Н 2 О. Tazna в Боливии.

Добрженский

(Вацлав Dob ř ensky) — из Черного Моста, чешский писатель XVI в., родившийся около 1540 г., умерший в 1599 г. Важнейшие его сочинения, по большей части нравоучительного характера: "Pramen vody ž ivé" (1581); "Koruna šjechetné a Krásné panny ctnosti" (1581); "Vrtkavé štĕstí a bĕh svĕta" (1583); "Vĕník fikovy" (1587).

Добржин, город Плоцкой губернии

— заштатный город Липновского уезда Плоцкой губернии, на Висле. Жителей 3300; школа и богадельня для престарелых и увечных. Д. в течение многих веков (почти до конца XVIII в.) был столицей Добржинской области, которая управлялась своими законами и с 1233 по 1410 г. принадлежала немецкому ордену. Недавно открыты в окрестностях города залежи каменного и бурого угля.

Добржин, местечко Плоцкой губернии

(польский Dobrzyn nad Drw ę n сą) — местечко Рыпинского уезда Плоцкой губернии, на самой прусской границе, на реке Древенце, притоке Вислы. Жителей 6635. Одно из наиболее промышленных местечек Плоцкой губернии. Второклассная таможня.

Добржинский, Игнатий

— выдающийся польский скрипач, композитор и профессор (1777—1841). Из сочинений Д. особенно известны полонезы, отличающиеся чисто национальным колоритом.

Добржинский, Игнатий Феликс

— сын Игнатия Д., известный пианист, композитор и дирижер (1807—1867); музыкальное образование получил в Варшаве у Эльснера, одновременно с Шопеном, с которым был в тесной дружбе. Написал оперу "Le Flibustier", симфонию и множество произведений для фортепиано и смычковых инструментов.

Н. С.

Добри

(Павел Dobree, 1782—1825) — английский филолог; был профессором в Кембридже. После его смерти изданы его "Adversaria critica" (1831—33; нов. изд. Вагнера, 1874—1875) и "Lexicon rhetoricum" (1834; изд. Мейера, 1844).

Добринево

(Добржинево) — село Гродненской губернии, Белостокского уезда, в 16 вер. от уездного города, при реке Супрасли. Значительная (суконная) кортовая фабрика.

Добринка

— села Саратовской губернии, Камышинского уезда: 1) Верхняя. Жителей 3935. Школа, врачебный пункт. Несколько водяных и ветряных мельниц. — 2) Нижняя. Жителей 3053. Школа, врачебный пункт, ссудосберегательное товарищество с 237 членами. — 3) Колония Верхняя (Дрейшпиц тож), основанная в 1764 г. Говорят, что колонисты пришли сюда из Германии, Швеции, Швейцарии и Франции; теперь господствует один немецкий элемент. Жителей 1929. Развито садоводство; сеют табак, но только для себя. 17 мельниц. Школа. — 4) Колония Нижняя. Жителей 2534. Жители — немцы (лютеране и частью баптисты). Эта колония была основана раньше Дрейшпица. 2 немецкие школы.

Добринская

— казачья станица Хоперского округа Области Войска Донского, на реке Хопер, в 7 вер. от Урюпинской станицы. 742 двора, 6039 жителей. Близ станицы каменоломни, из которых жители добывают и выделывают мукомольные жернова. Православный храм и церковно-приходская школа. В июне бывает ярмарка, на которой в первые 7 дней торгуют почти исключительно скотом, а в остальные 3 дня — разными товарами.

Добрич

(Хаджи-оглу-Пазарджик) — город в Варненском округе Болгарии, в 50 вер. к северо-востоку от города Варны. 11000 жителей. 2 болгарских церкви, 1 греческая и 1 армянская; 9 джамий. До освобождения Болгарии город назывался Хаджи-оглу-Пазарджик, а потом (1883 г.) его переименовали в Д., в память болгарского воеводы Д., который до падения Болгарского царства был владетелем этой местности. По преданию, Д. — город очень древний; но от старинных построек в нем не осталось никаких следов, вследствие многократных его разорений турками.

Добричский уезд, известный обширными и хорошими пастбищами, является центром торговли скотом.

И. Р.

Добриш

(по-чешски Dob ř iš — п роизн. Добржиш) — город в Чехии, в 38 км на ЮЗ от Праги. Замок князя Коллоредо Мансфельда с большим парком; лесопильня, заводы пивоваренный, водочный и для выделки свинцового сахара. Населения около 3200 чел. Вблизи города железоделательный и машиностроительный завод. Д. с древнейших времен был собственностью князей и королей чешских, которые часто здесь проживали для охоты, особенно Карл IV и Венцеслав. В 1421 г. здесь соединились войска пражских горожан и Яна Жижки для совместных дальнейших действий.

Добро, в философии

— философский термин, равнозначащий термину благо, но последний обыкновенно понимается шире: блага бывают материальные и духовные, между тем как под Д. понимается большей частью лишь нравственное благо. Ср. ст. Благо.

Добро, с.-петербургская газета

— газета, выходившая в 1881 г. в СПб. 2 раза в месяц. Редактор-издатель кн. В. П. Мещерский, поместивший в "Д." воспоминания свои о Достоевском. К "Д." давались "Приложения", тоже 2 раза в месяц.

Добро-Покровский монастырь

или Добрянский; мужской, III класса — Калужской губернии, Лихвинского уезда, на берегу реки Оки, в 10 вер. от города Лихвина, в урочище Добром. Основан в 1477 г. Рядом село Добринское; в нем 2 ярмарки.

Добровеличкова

(Ревуцкое) — местечко Елизаветградского уезда Херсонской губернии, при реке Доброй. Наименовано местечко в 1848 г. Дворов 269, жителей 2417; 2 православных церкви, 4 еврейских молитвенных дома; школа, больница, аптека. Торговый пункт, 22 лавки, ярмарки, базары; паровая мельница и ссыпка хлеба. При местном двуклассном училище курсы садоводства и хороший сад. Ссудосберегательное товаприщество, основанное в 1873 г.

Добровлянский

(Василий Яковлевич) — ботаник и лесовод; род. в 1864 г.; образование получил в Одесском реальном училище и СПб. лесном институте, где затем состоял профессором лесоводства с 1889 по 1901 г., когда перешел на ту же кафедру в Киевский политехнический институт. Напечатал: "Сравнительная анатомия листьев ивовых" (СПб., 1889), "Урочные нормы для лесокультурных работ" (1897) и др. В настоящем Словаре Д. принадлежит ряд статей по лесоводству. Д. состоял редактором ботаники и сельского хозяйства "Большой Энциклопедии" под ред. С. Н. Южакова.

Добровольная деятельность в чужом интересе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Добровольный флот

Статья большая, находится на отдельной странице.

Добровольский, Василий Степанович

(1787—1855) — академик исторической живописи. Воспитывался с 1798 по 1809 г. в Императорской академии художеств, где его ближайшим наставником был профессор Г. Угрюмов. По окончании академического курса с аттестатом 1-й степени поступил на службу в московскую Оружейную палату; составлял для нее чертежи размещения оружия и других достопримечательностей; делал рисунки на случаи больших празднеств, например на коронацию имп. Александра I; писал портреты, образа, акварели; но вообще, как художн., не произвел на своем веку ничего замечательного. Тем не менее, он приобрел право на память в потомстве как один из главных участников в учреждении (в 1830) Московского художественного класса, превратившегося вскоре (в 1833) в Училище живописи, ваяния и зодчества, как один из первых преподавателей в этом заведении, в течение долгого времени (с 1842 по 1851) исполнявший должность его директора по хозяйственной части. Заслугу основания в Москве рассадника художественного образования разделяет вместе с Д. его родной брат и товарищ по воспитанию в Академии художеств Алексей (1788—1844), одновременно с ним, в 1836 г., удостоенный звания академика исторической живописи, именно за труды по устройству упомянутого Училища и за преподавательскую деятельность в нем.

А. С—в.

Добровольский, Владимир Иванович

— известный окулист; род. в 1838 г. Первоначальное воспитание получил в Рязанской семинарии. В 1865 г. окончил курс Медико-хирургической академии. В 1868 получил степень доктора медицины, в том же году избран приват-доцентом офтальмологии при Медико-хирургической академии. После этого был командирован за границу с научной целью, где пробыл до 1872 г. С 1874 г. состоял ассистентом при академической глазной клинике. До 1883 состоял проф. офтальмологи и на Женских медицинских курсах. В 1883 г. избран ординарным проф. офтальмологии в Военно-медицинской академии и в этой должности состоял до 1893 г. В 1890 г. назначен совещательным членом военно-медицинского научного комитета. Проф. Д. составил себе почетное имя в науке многочисленными исследованиями и литературными трудами в области научной офтальмологии; наибольшее значение имеют его работы по многим вопросам об аномалиях рефракции и аккомодации. Первая детальная научная разработка отдела о спазме аккомодации в глазах различной рефракции принадлежит проф. Д. К числу его известнейших работ относятся также исследования о чувствительности центра и периферии сетчатки к цветам. Переделанные и дополненные им "Руководство к изучению глазных болезней" Мейера и Нагеля, "Аномалии рефракции и аккомодации глаза" получили большое распространение среди врачей и студентов.

Добровольский, Владимир Иванович (дополнение к статье)

— окулист; умер в 1904 г.

Добровольский, Евгений Пантелеймонович

— статистик. Род. в 1864 г. По окончании курса в Петровской земледельческой академии, работал в земских статистических бюро — Екатеринославском, Уфимском и Нижегородском, затем перешел в город Омск, в организованную министерством земледелия и государственных имуществ статистическую экспедицию по исследованию степных областей. Одно время состоял в составе редакции газеты "Степной Край". С 1904 г. заведует статистическим отделением черниговской губерний земской управы. Главнейшие статистич. работы Д. (особенно по оценке лесов) помещены в "Материалах к оценке земель Нижегородской губернии" (по Семеновскому, Лукояновскому, Васильсурскому и Горбатовскому уездам), а также в издающихся в настоящее время трудах названной выше экспедиции по исследованию степных областей.

Добровольский, Иван

— учитель музыки в Астраханской гимназии, капельмейстер хора преосвящ. Анастасия (Братановского). В 1816—1818 г. изд. в Астрахани: "Азиатский музыкальный журнал" (№№ 1—8), имеющийся только в библиотеках Академии наук и Казанского университета.

Добровский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Добродетель

— свойство характера, определяющее постоянный нравственный образ действий человека. Содержание понятия менялось в зависимости от изменения критерия нравственно доброго на разных ступенях развития этического сознания человечества. Древние греки различали четыре основных Д.: мудрость, мужество, справедливость и умеренность, пытались свести их к одному началу и, согласно Сократу, видели в мудрости высшую Д., заключающую в себе все другие, а в разуме — источник Д. Аристотель первый различил добродетели воли от Д. ума. Первые он назвал этическими и полагал, что они представляют середину между двумя крайностями; вторые — дианоэтические — обозначают правильное отношение разума к объектам и к низшим Д. Стоики вернулись к интеллектуализму Сократа и в мудрости видели высшую Д., в мудреце — идеал человека. Христианство, отрицательно относясь к интеллектуализму греков, усматривало в воле сущность человеческого характера и противопоставило 4-м основным греческим Д. 3 богословских: веру, надежду и любовь. Фома Аквинат насчитывает 10 Д.: 3 интеллектуальных — мудрость, наука и познание, 4 основных греческих и 3 вышеупомянутых богословских. В новой философии понятие свободы духа и высшего блага вытеснило понятие Д., как этического принципа. Попытку реставрации учения Д. представляет система Вл. Соловьева ("Оправдание добра", гл. V). См. также Этика.

Доброе Намерение

— ежемесячный журнал, издававшийся в Москве в 1764 г. В. Д. Санковским. Журнал был наполнен по большей части стихотворениями самого издателя и переводами (например, Овидия), воспевавшими пастухов, пастушек и т. п. Несколько "увеселительных стихотворений" не отличаются серьезным сатирическим характером. Обличаемые лица: злая жена, сочинитель любовных песенок, не обученный ничему Гноримон, напоминающий отчасти Митрофанушку Фонвизина. Сотрудниками журнала были Мих. Пермской, В. Г. Рубан, П. И. Фонвизин (брат Д. И.), А. Вершницкий, С. H. Веницеев, И. Слатвинский, В. Пустовойтов.

См. Неустроев, "Историческое разыскание"; ст. П. H. Трефолева об "Уединенном пошехонце" в "Русском Архиве" (1879).

А. Л.

Доброе, село Владимирской губернии

— село Владимирской губернии и уезда, в 86 вер. от Владимира. Близ него городище, известное под именем Березовиц.

Доброе, село Могилевской губернии

или Добра — село Мстиславского уезда Могилевской губернии. Во время Северной войны, в кампанию 1708 г., русская армия, отступавшая от реки Сож к Смоленску, 28 августа расположилась на левом берегу реки Белой Наны, близ Д. Карл XII подошел к реке Черной Нане и, ввиду удобства фуражирования, расположил свою армию у села Молятичи настолько разбросано, что ее правый фланг оказался изолированным, почти на половине расстояния между русским и шведским лагерями. С нашей стороны решено было воспользоваться этой неосторожностью. В ночь на 30 августа кн. Голицын с большими затруднениями переправился через реки Белую и Черную Наны и в 6 часов утра, под прикрытием густого тумана, неожиданно напал на стан противника. После 3-часового боя шведы были опрокинуты. Только отсутствие у нас конницы, задержанной болотами, и прибытие подкреплений из главного лагеря Карла XII спасли шведский отряд от совершенного уничтожения. Несмотря, однако, на неполный успех этого нечаянного нападения, оно изгладило удручающее впечатление, произведенное Головчинским поражением (см. Головчин), и вообще содействовало подъему нравственной силы в наших войсках, как первое удачное дело против шведских войск, дравшихся в присутствии самого Карла XII.

Доброе, село Тамбовской губернии

— село Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, при реке Воронеж и ручье Ржавце. Прежде было городом (Добренск или Добрый), материалы для истории которого сохранились в росписи, написанной в царствование Михаила Федоровича; подлинник росписи хранился в архиве лебедянского уездного суда и опубликован в "Тамб. Губ. Вестн.". Из этой росписи видно, что город был окружен деревянной стеной, с 6 башнями, на которых стояли пушки. В городе было 2 монастыря, мужской и женский. Пожар уничтожил стены и башни. Ныне село одно из населенных и богатейших в губернии. 3940 жителей, 506 дворов, 5 церквей, 2 школы, лавки, ежедневные базары.

Доброй Надежды мыс

— составляет почти самую южную оконечность Африки, под 34°22' ю. ш. и 16°8' в. д., и находится в английской колонии Капская Земля (см.). Мыс Д. H. открыт в 1486 г. Бартоломео Диасом (см.). В 1497 г. Васко да Гама, обогнув мыс Д. H., первый из европейцев проник в Индийский океан.

Доброклонский, Александр Павлович

(род. в 1856 г.) — писатель, воспитанник Московской духовной академии, профессор по кафедре церковной истории в Новороссийском университете. Главные труды Д.: "Сочинение Факунда, епископа гермианского, в защиту трех глав" (М., 1880, магистерская диссертация) и "Руководство по истории русской церкви" (вып. I, 1884. вып. II, 1886, 2 изд., Рязань, 1889; вып. III, М., 1889, вып. IV, М., 1893).

Доброклонский, Владимир Павлович

— бывший профессор частной патологии и терапии в Варшавском университете. Первоначальное образование получил в Московской духовной семинарии, в 1875 г. перешел в Морское училище, в 1878 г. перешел в Медицинскую академию, где кончил курс в 1883 г. Оставленный при академии, он в 1886 г. получил степень доктора медицины (диссертация "О физиологическом и терапевтическом действии extracti fluidi Grindeliae robustae на сердце и кровообращение") и вслед за тем послан за границу на казенный счет. По возвращении он в 1889 г. избран доцентом Военно-медицинской академии по клинике внутренних болезней, а в 1890 г. профессором Варшавского университета. В конце 1891 г. перешел в СПб. главным врачом городской Александровской больницы в память 19 февраля 1861 г. Кроме диссертации, им написан целый ряд статей по физиологии, фармакологии, экспериментальной патологии .

Г. М. Г.

Добролюбов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Добромысль

— местечко Могилевской губернии, Оршанского уезда, при реке Оршанице. По местным преданиям, местечко это весьма древнее. В 1880 г. отправлено отсюда вниз по реке 495 тыс. пуд. лесных строительных материалов. Жителей 161. Православная церковь и еврейская молитвенная школа. Начальное училище.

Добронравов, Варнава Алексеевич

— известный московский акушер. Род. в 1848 г.; окончил медицинский факультет Московского университета в 1871 г.; в 1873 — доктор медицины за диссертацию "О местном лечении послеродовых заболеваний". С 1875 г. доцент акушерства и женских болезней в Московском университете. Напечатал целый ряд статей по своей специальности, большинство которых помещено в "Летописях Моск. хирургического общества".

Г. М. Г.

Добронравов, Василий Гаврилович

— духовный писатель, воспитанник СПб. духовной академии. Главные его труды: "Десять лет из истории старокатоличества" ("Христианское Чтение", 1890); "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии" (1893—1897).

Добронравов, Николай Павлович

(род. в 1861 г.) — писатель, священник в Москве, воспитанник Московской духовной академии. Главные труды Д.: "Книга пророка Иоиля" (М., 1885, магистерская диссертация); "Пророчица Мариам, сестра Моисея" (М., 1893), "Распятие на кресте" (М., 1893); "Ветхозаветный праздник Пятидесятн." (М., 1894); "Св. Алексий, митрополит всероссийский и чудотворец" (М., 1895); "Мысли протоиерея А. М. Иванцова-Платонова о смерти и загробной жизни" (1895); "Боговоплощение и евхаристия" (М., 1897); "Христианское воззрение на смерть" (М., 1898).

Доброплодный

(Савва Ильич) — видный болгарский писатель. Род. в 1820 г. в городе Сливне (южная Болгария). Учился в сливненском училище и в Константинополе, в греческом духовно-педагогическом училище, где за успехи в науках и был прозван "Евкарпидис" (Доброплодный). По окончании курса был учителем в Котеле. Здесь проживал в то время и Раковский, с которым они предавались планам об освобождении отечества, за что попали в тюрьму. По выходе из тюрьмы Д. напечатал (1846) первое свое произведение: "Игиономия". Своим "Михалом" Д. положил основание болгарской комедии. Он был учителем почти во всех больших болгарских городах и нигде не пропускал случая агитировать против турецкого владычества, за что опять подвергся преследованию и должен был спастись бегством в Вену. Назначенный вскоре профессором древнегреч. языка в Карловацскую высшую школу, Д. стосковался по родине; в 1856 г. он возвращается в Болгарию и в качестве учителя начинает опять объезжать болгарские города, всюду ведя тайную агитацию. Д. был одним из видных деятелей греко-болгарской церковной распри, в разгаре которой, как депутат города Силистрии, неотлучно проживал в Константинополе (1870) и вел ожесточенную борьбу против злоупотреблений фанариотов, знакомя с ними и европейскую публику статьями в разных европейских газетах и журналах. По освобождении Болгарии Д. в продолжение нескольких лет был окружным училищным инспектором. В 1887 г. возобновил свое издание "Новая Болгарская Пчела".

И. Р.

Доброславин

(Алексей Петрович) — первый профессор гигиены, как самостоятельного предмета, в Медико-хирургической академии и выдающийся общественный деятель. Д., сын врача (1842—1889), в 1865 г. кончил курс Медико-хирургической акад. и был оставлен при академии, где занимался под руководством Зинина и Бородина — химией, а в лаборатории Забелина — физиологией, преимущественно вопросами питания. В 1866 г. была опубликована первая работа Д. "О белковине Вюрца"; в 1868 г. он защитил докторскую диссертацию: "Материалы для физиологии метаморфоза" и в том же году командирован с научной целью за границу. За границей Д. занимался физиологией у Раллета и Фойта, химией у Вюрца и Пебаля, гигиеной у Петтенкофера и слушал гигиену у Бушарда и Вилемена. По возвращении из-за границы Д. получил звание доцента и с 1871 г. начал чтение курса гигиены. В 1872 г. удостоен звания адъюнкт-проф., а в 1876 г. — ординарного профессора. В 1878 г. Д. устроил небольшую гигиеническую лабораторию, которая затем была расширена и в 1883 г. переведена в отдельное помещение. За 18 лет существования лаборатории из нее вышло до 150 работ; главное место среди них занимают работы по вопросам питания. Сам Д. написал до 90 работ, считая в том числе такие произведения, как "Очерк основ санитарной деятельности", "Гигиена — курс общественного здравоохранения", "Курс военной гигиены". С 1876 г. Д. состоял три трехлетия научным секретарем Академии. В 1884 г. Д. избран членом военно-медиц. научного комитета и принимал деятельное участие в решении санитарных вопросов касательно войска и военно-учебных заведений. С 1874 г. Д. состоял преподавателем гигиены на Женских врачебных курсах, искренно сочувствуя самой идее высшего женского образования. С 1879 г. Д. состоял инспектором санитарной и медицинской части главного тюремного управления; главной заслугой его, на этом поприще, имеющей громадное общественное значение, было изменение организации перевозки арестантов на баржах по Волге и Каме, избавившее население попутных городов от заноса всевозможных заразных болезней. Сношения Д. с земством начались с первых же лет его деятельности, благодаря его первым ученикам-врачам; ему постоянно приходилось давать советы и заключения касательно организации санитарной части в земстве. В земствах: СПБ. губ. и уездном и Петергофском — Д. состоял председателем санитарных комиссий. В 1874 г. Д. основал первый в России научно-популярный гигиенический журнал "Здоровье", еще более закрепивший сношения с земством. В 1875 г. на брюссельскую гигиеническую выставку была изготовлена по идее Д. коллекция приборов, служащих для популяризации основных гигиенических знаний; коллекция эта послужила основанием для гигиенического отдела при Педагогическом музее военно-учебн. заведений и принята была за образец подобных коллекций во Франции и Бельгии. С основания в 1878 г. "Общ. охранения народного здравия" Д. состоял председателем 3-й, самой деятельной секции этого общества — по вопросам общественного здравоохранения — и был главным деятелем по организации и наблюдению за устроенными Обществом охранения народного здравия Нормальной столовой, Школой кухонного искусства и Аналитической станцией для исследования пищевых продуктов. Д. был также инициатором первой всероссийской гигиенической выставки и составил подробную программу ее. В таких событиях, как война 1877 г. и эпидемия чумы в Ветлянке в 1879 г., Д. явился энергичным деятелем.

П. М.

Добросмыслов

(Дмитрий Алексеевич, род. в 1864 г.) — писатель, воспитанник Казанской духовной академии. Главные его труды: "Мнения отцов и учителей церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея" (Казань, 1893, магистерская диссертация); "Философия Н. И. Пирогова по его "Дневнику" (Харьков, 1893); "Постановка и раскрытие заповеди о любви в нравственном законе евангельском сравнительно с законом ветховаветным" (Харьков, 1900); "О церковно-каноническом законе против браков в родстве" (Харьков, 1900).

Добросовестная вспашка поля

(Воронежской губ.) — разрыхление его малороссийским плугом на глубину 3 вершка и менее, в противоположность четвертной вспашке на 4 вершка.

Добросовестное владение

— см. Добросовестность.

Добросовестность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Добросовестные

— 1) Под этим именем избирались от каждого городского общества 24 человека, преимущественно из домохозяев, которым предоставлено было присуждать по своему усмотрению порочных мещан к отдаче в рекруты. — 2) В селениях государственных и удельных крестьян, а также в селениях царан или свободных земледельцев бывшей Бессарабской области Д. назывались выборные от крестьянских обывателей судьи, на которых возложен был разбор мелких тяжб и споров. Функции Д., их права и обязанности подробно изложены были в ст. 4905—5397 Св. Зак. т. II изд. 1857 г., которые, по освобождении крестьян и упразднении должности Д., исключены из Свода Законов. — 3) В местностях, где не введены судебные уставы 1864 г., добросовестные свидетели или добросовестные присяжные свидетели избираются городским общественным управлением из купеческого и мещанского сословий для присутствия при описи имуществ, в городе состоящих. Добросовестные этой третьей категории имеют характер понятых, а не самостоятельных судей, как Д. первых двух категорий. Характер понятых, свидетельствующих правильность составления протоколов (дневной записки), имели и Д. присяжные свидетели, состоявшие при словесных судах (см.). Д. пользовались некоторыми личными преимуществами и были изъяты от телесных наказаний.

А. Я.

Добротворский, Иван Михайлович

— историк раскола, сын священника Нижегородской губернии (1832—1883). В 1856 г. окончил Казанскую духовную академию магистром богословия. Там же читал историю раскола и был проф. Казанского университета. Его труды: "Исторические сведения об иргизских мнимо-старообрядческих монастырях до обращения их к единоверию" ("Правел. Собеседник", 1857 г., кн. 2—3); "Каноническая книга Стоглав или неканоническая?" (там же, 1863, кн. 3—5); "Притча в древнерусской духовной письменности" (там же, 1864); "К вопросу о людях божиих" (там же, 1870, кн. 1); "Сведения о секте так наз. в русском расколе людей божиих" (там же, 1858; отдельно вышло под заглавием: "Люди божии, русская секта так наз. духовных христиан", Казань, 1869); "Русский раскол в его отношении к церкви и правительству" ("Православное Обозрение", 1862, кн. 3) и др. Под редакцией Д. напечатаны: "Стоглав" (в "Православном Собеседнике", 1862, ч. I, II и III) и сочинение инока Зиновия: "Истины показание к вопросившим о новом учении" (там же, 1863 и 1864).

Добротворский, Петр Иванович

— род. в 1839 г.; в 1860 г. окончил курс Михайловского артиллерийского училища. Д. занимал 17 лет должность мирового посредника Уфимского уезда. Обличительные корреспонденции Д., печатавшиеся в "СПб. Ведомостях" Корша, вызвали ревизию Уфимского края сенатором кн. Шаховским. О хищениях по раздаче башкирских земель Д. печатал статьи в "Русской Правде", "Молве", "Порядке", "Голосе " и "Неделе", имевшие своим результатом знаменитую ревизию того же края сенатором Ковалевским. Его очерки и рассказы в "Наблюдателе (1884, № 2; 1886, № 4; 1887, № 5), "Северном Вестнике" (1886, № 11 — "Смерть деда"; 1887, № 5 — "Дитя Божье") и др. верно рисуют провинциальную жизнь. Они собраны в отдельной книжке.

Добротность насаждений

— см. Лесонасаждения.

Доброхотов, Василий Иванович

(1816—1857). — писатель. С 1850 по 1857 г. редактировал "Владимирские Губернские Ведомости", где помещал статьи археологического и этнографического содержания. Напечатал, кроме того: "Памятники древности во Владимире Кляземском" (М., 1849) и "Древний город Боголюбов и монастырь" (М., 1852).

Доброхотов, Петр Егорович

— один из искуснейших русских граверов на твердых камнях (1786—1831). Родился в Туле, и еще в юности с успехом занимался гравированием. В 1811 г., по Высочайшему повелению, был принят в Императорскую академию художеств в качестве постоянного ученика. В 1813 г. получил от нее малую серебряную медаль за рисунок с натуры, а в 1815 г. звание академика за вырезанную по программе камею: "Отдыхающий Геркулес", и вслед за тем занял в Академии место преподавателя резьбы на крепких камнях. В 1820 г. был удостоен звания академика за исполнение программы по своей специальности: "Меркурий вручает Парису золотое яблоко". В 1831 г. приступил было к работе на тему, заданную ему для получения профессорской степени: вырезать на кушевом (слоистом) сардониксе портреты императора Николая I и его супруги, но умер в том же году. Число вылепленных и вырезанных им произведений (портретов, печатей, медальонов и пр.) простирается до 400; они отличаются деликатностью резца и прекрасным рисунком.

А. С—в.

Добруджа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Добрунь

— село Орловской губернии, Брянского уезда, на берегу Десны, от города Брянска в 10 вер. Выше села, в оврагах, ломки камня фосфорита, а в самом селе чистый белый мел. Некоторые из крестьян пережигают мел на известь и плотами сплавляют в Киев.

Добрушка

(по-чешски Dobruška) — город в Чехии, с большим пивоваренным заводом; выделка изделий из сосновой шерсти и сапожного товара; население (около 2500 человек) наполовину состоит из евреев.

Добрушский-Николаевский монастырь

или Добруджский — в Бессарабской губернии, в Оргеевском уезде, в 53 вер. от уездного города. Основан в 1772 г. молдавским монахом Иоасафом на вершине горы, но в начале текущего столетия вследствие недостатка воды перенесен в долину. В настоящее время обращен в заштатный мужской монастырь, один из самых богатых монастырей Бесарабии. Братии до 90 человек; за исключением настоятеля, все монахи — молдаване, и богослужение совершается на молдаванском языке. Д. монастырь построен на земле, приписанной к владениям св. Гроба Господня, и потому ежегодно платит иерусалимскому патриарху 25 голландских червонцев.

См. "Описание Добрушского монастыря" Мурзакевича ("Записки Одесск. общ. ист. и древн.", 1844, т. II). Около 1811 г. здесь была учреждена Школа для детей священнослужителей.

Добрые услуги

(bons offices; термин международного права) — как средство к мирному прекращению международного спора могут быть оказаны по просьбе спорящих сторон, или одной стороны, или же могут быть предложены третьим государством по собственной его инициативе. Как при испрашивании, так и при предложении Д. услуг может состояться особое договорное соглашение. Государство, оказывающее Д. услуги, обычно стремится к тому, чтобы дать государствам, между которыми возник раздор, возможность завязать или возобновить переговоры; оно дает советы, передает предложения, но обычно не принимает участия в раз уже начатых благодаря его хлопотам переговорах. В общем, этот способ предупреждения международн. столкновений отличается неопределенностью; иногда трудно провести различие между Д. услугами и посредничеством (см.). В протоколе парижского конгресса от 14 апреля 1856 г. державы заявили свое согласие обращаться, при серьезных недоразумениях, к Д. услугам дружественной державы. В 1867 г., когда между Францией и Пруссией возник спор из-за Люксембурга, Англия предложила свои Д. услуги, приведшие к лондонской конференции и договору 11 мая 1 867 г.; но в 1870 г. подобное предложение Англии было отклонено. В прошлом и нынешнем столетиях Россия, по различным поводам, оказывала добрые услуги своим соседям, Пруссии и Австрии, во взаимных их пререканиях. В берлинском договоре 1885 г. договаривающиеся державы решили предлагать свои Д. услуги правительствам, имеющим владения на африканском берегу Индийского океана. О добрых услугах упоминают еще дружественный договор 11 июня 1873 г. между Германией и Персией и договоры от 26 ноября 1883 г. между Германией и Кореей, Великобританией и Кореей.

Добрый Пастырь

— см. Древнехристианское искусство.

Добрый Сот

— село Пронского уезда Рязанской губернии, в 40 вер. от Пронска, при реке Проне. Дворов 110, жителей 764. Три промышленных и торговых заведения. Село принадлежит к древнейшим населенным пунктам Пронского княжества; оно упоминается в летописях под 1208 г.

А. В. С.

Добрынин

(Гавриил Иванович) — сын священника; род. в 1752 г.; был келейником и секретарем севских архиереев; служил затем в Белоруссии, когда этот край был возвращен России. Очень интересные автобиографические записки Д. ("Русская Старина", 1871) живо рисуют жизнь духовенства прошлого века и дают биограф. подробности о некоторых представителях духовенства: Тихоне (Якубовском), Кирилле (Флоринском), Гаврииле (Кременецком) и др.

Добрыничи

Добрынь или Добрунь — местечко Орловской губернии, Севского уезда. 21 января 1605 г. у Д. происходило сражение между войсками Бориса Годунова, предводимыми кн. Шуйским, и ратью Лжедмитрия. Самозванец был совершенно разбит и потерял около половины своего отряда.

Добрынкин

(Николай Гаврилович, 1835—1902) — местный историк и археолог. Был частным землемером, жил в Муроме. Первые его произведения — "Топографо-статистический альбом Смоленской губернии" и "Слобода Мстера". В 1873 г. Д. познакомился с графом Уваровым, вместе с которым производил раскопки. Другие труды Д.: "Географическо-статистические описания уездов Меленковского и Муромского", "Жизнь, нравы и обычаи крестьян", "Из прошлого города Мурома с округой", "Державные гости в Муроме 1445—1837", "Следы пребывания доисторического человека" и т. д., "Историческое описание церквей Меленковского и Муромского уу.". Ср. "Владимирские Губернские Ведомости" (1902, №№ 37 и 3 8).

Добрыня

— воевода Владимира святого, брат матери его Малуши. Когда в 970 г. в. кн. Святослав разделил Киевскую Русь между двумя старшими сыновьями, новгородские послы, по указанию Д., выпросили к себе Владимира, который и поехал в Новгород с дядей своим. Отправляясь в 979 г. из Новгорода в Киев с намерением вырвать власть из рук старшего брата, Владимир руководим был Д., который хотел отнять у Ярополка и невесту последнего, Рогнеду, дочь полоцкого владетеля Рогволода, чтобы выдать ее за Владимира. Ответ Рогнеды: "Не хочю я за робичича", сильно оскорбил Д., сестру которого назвали рабыней, и после победы, одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал племяннику "быть с ней (Рогнедой) перед отцом ее и матерью". Сделавшись единовластителем, Владимир поручил управление Новгородом Д., который, по примеру племянника, поставил там, на берегу Волхова, истукан Перуна. Отсюда, в 985 г., он ходил вместе с Владимиром водой на богатую Болгарию (Волжскую). Мир с болгарами заключен был по совету Д., который говорил, что такой богатый народ, носящий сапоги, не будет платить дань, и советовал поискать лучше лапотников (см.). Что касается участия Д. в крещении новгородцев, то его, кажется, нужно признать достоверным, но известия о том летописей неопределенны и сбивчивы, а подробности эпизода, передаваемые Татищевым со слов так называемой Иоакимовской летописи, основаны, как думают, на старинной новгородской поговорке: "Путята крести мечем, а Д. огнем".

Полн. собр. рус. летоп. I, 29, 34, 36, 62, 131; II, 246, 250, 263; IV, 175; V, 2, 108, 112, 114, 132; VII, 28, 289, 294, 296, 326, IX под 990 г.; продолж. Нестора 185; Троицк. лет. Карамз. I, пр. 421; Татищ. I, 38—40; Карамз. I, пр. 463.

А. Э.

Добрыня Никитич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Добрэ

(Gabriel-Auguste Daubrée) — французский геолог; род. в 1814 г. По окончании курса в Политехнической школе был горным инженером и профессором минералогии в Страсбургском университете (1839—1852). Научные путешествия по Швеции и Норвегии и др. странам, многочисленные работы по геологии и минералогии, например геологическая карта департамента Нижнего Рейна (1852), дали Д. право на избрание в члены Французской академии наук в 1861 г. Тогда же Д. получил кафедру Геологии в Парижском музее естественной истории, а через год — кафедру минералогии в Ecole des mines. Главную славу Д. составляют работы по опытной геологии, начатые им в 1877 г.; они вместе с работами Эбельмана, Дюроше и Сен-Армона обусловили собой блестящее развитие минералогической, или геологической, химии. Упомянутые ученые своими опытами объяснили происхождение и дальнейшее изменение многих минералов и горных пород; они синтезировали минералы в своих лабораториях при условиях или тожественных, или близких к тем, при которых эти минералы возникают в природе. Эти исследования Д. изложены в книге: "Etudes synthétiques de géologie expérimentale" (Пар., 1879). Известны также исследования Д. над образованием трещин в стеклах, подвергавшихся вдавливанию; эти исследования объясняют способы образования трещин в ледниках и различных горных породах. Д. принадлежат исследования многих метеоритов. В память этой его деятельности дано имя добрелита минералу, найденному в метеоритах в виде блестящих чешуек черного цвета и представляющему собой FeS + Cr2S3, двойную соль сернистых железа и хрома. — Мемуары Д. напечатаны в "Compt. rend." и в "Annales des mines".

В. Я.

Добрэ (дополнение к статье)

(Gabriel-Auguste Daubré e) — французский геолог; умер в 1896 г.

Добряк

— журнал; выходил в СПб., по воскресеньям, в 1882 г.; редактор-издатель — кн. В. П. Мещерский. До № 32 состоял из двух частей — листа карикатур и листа текста; с 32 № осталась только часть литературная.

Добрянка, посад Черниговской губернии

— посад Черниговской губернии, Городнянского уезда, при речке Немыльне, притоке Сожа, в 33 вер. от уездного города. Д. обязана своим началом великорусским раскольникам, которых манили сюда обширные полесья, перехваченные местами громадными болотами. Так возникла знаменитая Ветка (см.), а ветковцы, в числе других колоний, основали на глухом острове, среди болот, поселок Д., по разрешительному "осадному" письму архимандрита Варлаамия (1706). Население составилось пестрое. Когда в 1709 г. здесь явились шведы, раскольники, кое-как вооружившись, стали истреблять бродячие отряды врагов и, набрав много пленных, представили их в город Стародуб самому Петру Великому. Государь утвердил за раскольниками в вечное и потомственное владение те земли, на которых они поселились. В 1772 г. появились польские конфедераты, с которыми жители Д. расправились так же, как и со шведскими отрядами. В настоящее время посад Д. имеет 7150 жителей и 8000 дес. земли и производит обширную торговлю (оптом) скотом, грибами, пиявками, красным и москательным товаром, посудой, железом. Скот отправляется в количестве до 25000 гол. в СПб. Главные ремесла — каменное и штукатурное; женщины преимущественно заняты прядением льна, который скупается в Могилевской губернии: прядут нитки и ткут холсты. Пиявколовы частью развозят свой товар по южным городам, а привезенный в Д. сбывают главным образом в Привислянский край. 4 ярмарки, с оборотом около 107500 руб. Земледелием и огородничеством жители занимаются очень мало вследствие крайне плохого качества земли — песка. Пчеловодов 60 человек. Сохранились остатки дворца, построенного для пребывания императрицы Екатерины II и разрушенного в 1791 г.

Н. Кудрявцев.

Добрянка, село Херсонской губернии

— село Елизаветградского уезда Херсонской губернии, на реке Синюхе. Дворов 534, жителей 3308. Школа, лавки, базары.

Добрянский завод

— железо- и сталеделательный, в Пермском уезде Пермской губернии, графа С. А. Строганова, в 58 вер. от Перми, при речке Добрянке, левом притоке Камы; состоит из двух заводов, собственно Д., или Верхнего, и Софийского, или Нижнего (вспомогательного). Основан в 1752 г. Рабочих до 4000 человек. Добыча железа — свыше 600 тыс. пд.; производство стали весьма невелико, около 1500 пд. В заводском поселке 755 дворов и 4049 жителей (1885); 2 церкви, школа, больница. Три ярмарки в году, торжки еженедельно, при устье Добрянки — заводская пристань.

Добрянский, Адольф

— талантливый галицко-русский писатель и общественный деятель, ревностный русофил. Его считают начинателем угорско-русского возрождения. Своих симпатий к России Д. не скрывал, за что вынужден был бежать в Галичину, откуда вернулся в 1849 г. в Венгрию вместе с русскими войсками, прибывшими для подавления восстания мадьяр. Д. был во главе русской депутации, заявившей австрийскому правительству желания своего народа: автономия Угорской Руси, равноправность с мадьярами, учреждение русских школ, университета во Львове и пр. В 1864 г. основано было в Униваре "Общество св. Василия Великого", поставившее себе задачей издавать книги для церкви и школы. Во главе общества стал Д., которому принадлежало руководство газетой общества — "Свет" (1867—70).

Добрянский, Адольф (дополнение к статье)

— галицийский политический деятель (1813—1901). Жил с 1882 г. в Инсбруке, не решаясь вернуться в Галицию, где подвергался полицейским гонениям. Сотрудничал в "Галичанине", газете, всегда и безусловно защищавшей абсолютизм в применении к России, но национальную автономию — в применении к Австрии.

Добрянский, Флавиан Николаевич

— писатель, воспитанник Московской духовной академии. Его главные труды: "Словарь особенностей греческих диалектов дорического, эолического, ионического и аттического, с образцами этих диалектов" (1879) и "Вильна и ее окрестности" (путеводитель — единственный на русском языке).

Добряны

(по-чешски Dob ř any, произнос. Д ó бржаны, нем. Dobrschan) — город в Чехии, на реке Радбузе. Земский дом умалишенных, пивоваренный завод; населения более 3000 человек.

Добсон, английские живописцы (дополнение к статье)

(Вильям Чарльз Томас) — английский исторический живописец; умер в 1898 г.

Добсон, английские художники

(Dobson) — фамилия двух английских живописцев. 1) Вильям Д. (1610—1646), портретист, ученик Р. Пика. Обратив на себя внимание А. ван Дейка, рекомендован им английскому двору и впоследствии занял при нем место этого художника. Портреты Д., сильно напоминая ван Дейка, отличаются хорошим рисунком и старательным исполнением; но колорит их несколько резок и красноват. Лучшие из них — в Бриджватерской галерее и в частных английских собраниях. В Императорском Эрмитаже имеется образец его работы: "Портрет Абрагама ван дер Дорпа". — 2) Вильям Чарльз Томас Д. (род. в 1817 г.), исторический живописец, питомец Королевской академии в Лондоне и Ч. Истлэка, в 1843 г. стоял во главе рисовальной школы в Бирмингеме, с 1871 г. член упомянутой академии. Его прочувствованным, заслуживающим похвалы в техническом отношении произведениям можно поставить в упрек излишнюю идеализацию.

А. Н—в.

Добсон, Генрих Августин

(Dobson) — современный английский поэт. Род. в 1840 г. По образованию гражданский инженер. Уже первые его стихотворения: "Vignettes in rhyme and vers de société" (1873) доставили Д. известность. Большой успех имели и следующие собрания его стихотворений: "Proverbs in porcelain" (1877), "At the sign of the Lyre" (1883), "Old. World Idylls" (1883). Д. написал еще превосходный очерк о художнике и гравере Бевике: "Bewick and his Pupils" и биографию Стиля (1886). Он один из первых ввел в английскую поэзию то, что называют "The French forms", т. е. рондо и сонет — род произведений, ныне очень популярных в Англии и Соединенных Штатах.

Добхын-хак

— два горько-соленых озера — Большое и Малое, соединены ложбиной, с С и Ю, окружены незначительными суглинисто-песчаными буграми, лежат в ложбине на правом берегу Волги, в Астраханском уезде. На Малом озере незначительная новосадка с большой примесью горьких солей. Большое озеро, по исследованиям Г. Морковникова, занимает около 8500 кв. саж.; астраханит на озере лежит слоями, перемежаясь поваренной солью; запасы астраханита на озере определены в 200000 пд. Химический анализ соли см. "Горный журнал", 1885, т. III, ст. В. Морковникова.

Добшауэрская пещера

— одна из редких пещер-ледников в Венгрии, с очень низкой температурой и огромным скоплением льда (120000 куб. м).

Добшина

(чешско-словенск. Dobšina, мадьярск. Dobsina, нем. Dobschau и Тор schau) — старинный горный город в Венгрии, в Гёмёрском комитате; около 6000 жителей, преимущественно словаков и немцев, по большей части евангелического исповедания, занимающихся откармливанием скота, пчеловодством, льноводством, горным делом. Здесь добывается в значительном количестве серебро, медь, железо, кобальт; более всего вырабатывается железа и стали. По преданию, здесь выкован меч св. Стефана, короля и патрона Венгрии. В окрестностях Д. сталактитовая (ледяная) пещера, открытая в 1870 г. и состоящая из нескольких этажей. Из верхней пещеры вырубленная во льде лестница и коридор ведут в нижнюю пещеру, стены которой состоят из чистого, совершенно прозрачного льда. Внутренность пещеры наполнена массой огромных ледяных гряд, шаров, колонн и бугров. Ледяная масса пещеры определяется в 120000 куб. м.

Добшинский

(Павел Dobšinsky) — словацкий писатель; род. в 1828 г. Он писал изящные патриотические стихотворения, переводил Байрона и Мицкевича. Гораздо больше его значение как собирателя народных легенд, рассказов и поверий, напечатанных им в сборниках словацкой матицы. В 1880 г. появилось ценное сочинение его: "Pro stonárodní oby č aji, povĕry a hry slovenské"; другая его работа, "Uvahy о slovenskych povĕstiach", в духе мифологической школы, не выдерживает критики.

Добшинский (дополнение к статье)

(Павел Dobsinsky) — словацкий писатель; умер в 1885 г.

Предыдущая страница Следующая страница