Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "В" (часть 59, Вор - Вос)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "В" (часть 59, Вор - Вос)

Предыдущая страница Следующая страница

Воротное кровообращение

— состоит в том, что приносящий сосуд (венозный), входя в орган (почки или печень), разбивается в а массу капилляров, а потом они собираются в уносящий сосуд, и таким образом вследствие сужения общего русла кровяного потока создаются условия повышенного давления крови в органе. В. кровообращение свойственно почкам Anamnia и печени Anamnia и Amniota. Последняя получает кровь по В. вене (v. portarum) и отдает по печеночной вене (v. hepatica).

В. М. Ш.

Воротынец

— село Нижегородской губернии, Васильсурского уезда. Дворов 348, жителей 2327; школа, красильный завод, 8 лавок; торговля хлебом; производство пожарных труб и самоваров. Ярмарка 16 августа.

Воротынск

— заштатный город Калужской губернии, Перемышльского уезда, при реке Выссе, в 6 верстах от впадения ее в Оку. Средняя высота 100 саженей. В. существовал уже в XII столетии. Позже он становится центром отдельного удела князей Воротынских (см. это имя). В 1493 г. князь Семен Федорович "бил челом служити и с отчиной" Иоанну III. В 1708 г. В. приписан к Смоленской губернии, в 1719 г. — к Калужской провинции Московской губернии, в 1776 г. — к Калужской губернии. Жителей 1377 (1886). Два завода — оба кирпичные. Во владении города 1067 десятин земли, арендуемой для хлебопашества, что составляет городской доход до 1500 руб. и главный источник средств прокормления жителей. В городе 2 церкви и около 260 домов; из них 3 каменных; 6 лавок. Училищ нет.

Кдрц.

Воротынские

— древний княжеский род, происходящий от черниговского князя Михаила Всеволодовича († в 1246 г.) и третьего сына его, Семена. Правнук его, Федор, женатый на внучке Ольгерда, около середины XV века получил в удел Воротынск. Потомки его в конце XV и начале XVI вв. перешли из литовского подданства в русское. Из них выдвинулся Иван Михайлович, "победоносный воевода", в 1500 г., в войнах против Литвы и татар. В 1508 году он отразил крымских татар, явившихся в Украину, и преследовал их до реки Рыбницы. В 1512 и 1513 годах принимал участие в осаде Смоленска, а в 1517 г. отразил крымцев, неожиданно появившихся под Тулой. В 1521 году он подвергся опале: его обвинили в том, что, оскорбленный Бельским, он даже не выступил ему на помощь во время нападения хана крымского Махмет-Гирея. Освобожден был В. только в феврале 1525 г., когда дал клятвенную грамоту, за ручательством духовенства, заслужить свою вину и не иметь никаких сношений с Литвой. В правление Елены, когда стало известно о бегстве к королю Сигизмунду князя С. Ф. Бельского и окольничего Ляцкого, В. внезапно схватили, как "соумышленника" беглецов, и без всякого суда и следствия сослали на Белоозеро (1534); здесь он и умер в заточении. Владимир Иванович, сын его, участвовал в казанском походе и окончательном взятии Казани. Во время болезни Иоанна IV (1553) В. принадлежал к числу сторонников царевича Димитрия и не побоялся вступить в спор с князем Владимиром Андреевичем, приглашая его присягнуть Димитрию. Умер в том же 1553 г. Михаил Иванович — брат предыдущего, участвовал в разных походах против крымских татар и шведов, а в 1551 г., когда Иоанн IV выступил против Казани, находился в передовом полку и первый занял Арскую башню. В 1552 г. В. был пожалован боярином со званием государева слуги. Неизвестно, по какой причине Грозный в 1561 г. отнял у него имение и самого сослал на Белоозеро. Только в 1565 г., за поручительством знатнейших бояр, царь возвратил его ко двору, в думу, и сделал наместником казанским. Летом 1572 года перешел Оку хан крымский, со 120-тысячным войском. В. погнался за ним, настиг в 50 верстах от Москвы, на берегу реки Лопасни, в Молодях, и совершенно разбил его. Но и эта победа не спасла Михаила Ивановича от подозрительности Иоанна IV. Когда в 1577 г. беглый слуга Михаила Ивановича, уличенный в татьбе, явился к царю с доносом на своего господина, обвиняя его в чародействе и в умысле извести царя, последний тотчас же приказал сковать Михаила Ивановича и пытать; связанного его положили между двумя горящими кострами, и сам царь, как уверяет Курбский, пригребал пылающие уголья к телу М. И. Обгорелого, но еще живого, его сняли и повезли в заточение на Белоозеро; дорогой он умер. Александр Иванович В., третий сын Ивана Михайловича, был первым воеводой в Казани (1558); в 1560 г. пожалован в бояре.

Иван Михайлович — сын Михаила Ивановича. Освобожденный из белоозерского заточения только после смерти отца своего, в первый раз был послан Иоанном Грозным, в звании воеводы, сначала в Муром, а потом в Казань для усмирения бунта в земле луговых черемисов, в 1582 г. В 1585 г., как сторонник партии Шуйских, он, по настоянию Бориса Годунова, был сослан в дальние места и возвращен только в 1592 г., когда его пожаловали в бояре и отправили первым воеводой в Казань. Здесь пробыл он около 6 лет и с 1598 г. поселился в Москве, оставаясь верным Борису Годунову до самой его смерти. При появлении первого Лжедмитрия он присягнул ему и был в свите боярской, выехавшей навстречу Лжедмитрию в Тулу. Через год он был уже противником Лжедмитрия и способствовал его низложению. При возведении на престол Василия Шуйского, во все время правления его Воротынский деятельно боролся с самозванцами и изменниками. В походе против Болотникова и князя Телятевского он, однако, потерпел поражение. В. принимал участие в низложении Шуйского и был в числе лиц, объявлявших ему боярский приговор. Сторонник и единомышленник патриарха Гермогена, Воротынский подвергся в 1611 году преследованию со стороны бояр — приверженцев Сигизмунда, был посажен под стражу и вынужден подписать грамоту об отдаче Смоленска. В 1613 г. в числе кандидатов на царство был и В., как один из знатнейших и способнейших бояр. Когда выбор остановился на Михаиле Феодоровиче Романове, В. стоял во главе лиц, посланных к избраннику с просьбой поспешить в столицу. При Михаиле Феодоровиче В. служил воеводой в Казани, был первым послом на съезде с польскими послами в Смоленск; в 1620 и 1621 гг., в отсутствие Михаила Феодоровича, в звании первого воеводы ведал Москвой. В последние годы своей жизни он оставался вдали от дел и скончался схимником, под именем Ионы, в 1627 г. Сын его, Алексей Иванович, был воеводой в Туле († в 1642 г.); сын последнего, Иван Алексеевич, двоюродный брат (по матери) царя Алексея Михайловича, сопутствовал ему во всех походах. В 1664 г. пожалован в бояре и дворецкие. Умер в 1679 году. С ним пресекся род князей Воротынских.

В. Рудаков.

Ворох

— так называются хлебные зерна и семена различных сельскохозяйственных растений, получаемые после обмолота их тем или другим способом, вместе с мякиной, обломками колосьев, разбитыми частями головок (например, у льна), кусками соломы, камешками, землистыми частями и т. п. Чтобы выделить зерна или семена из В. применяется грохочение или пропускание через грохот с крупными отверстиями, веяние или бросание против ветра, и просеивание на ситах различной густоты.

Ворошение

— переворачивание скошенной травы, неоднократно выполняемое, при сушке ее для превращения в сено, что производится обыкновенными ручными граблями или особыми конными орудиями, называемыми сеноворошилками.

Ворошилов Константин Васильевич (дополнение к статье)

— физиолог; ум. в 1899 г.

Ворошилов, Константин Васильевич

— профессор физиологии казанского университета (с 1876 г. экстраординарный; а с 1885 г. ординарный), духовного звания; род. в 1842 г.; в 1868 г. кончил курс в медико-хирургической академии, при которой был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В отдельном издании из работ В. появилась его диссертация: "Исследования о питательных свойствах мяса и гороха" ("Архив Боткина", VI, 1—86, и отдельно, 1871, СПб.).

Ворошилов, Николай Николаевич

— юрист; род. в 1839 г. в Твери; в 1857 г. окончил тверскую гимназию, в 1862 г. — московский университет по юридическому факультету; в 1866 г. был назначен преподавателем истории во 2 московскую гимназию, а в 1870 г. — доцентом по кафедре политической экономии и статистики — в преобразованный тогда Демидовский юридический лицей в Ярославле, где в 1872 г. занял вновь открытую кафедру всеобщей истории права со званием исправляющего должность экстраординарного профессора; † от чахотки 20 октября 1873 г. в Москве, на пути за границу. В. получил от московского университета степень магистра государственного права за диссертацию: "Критический обзор учения о разделении властей" (Ярославль, 1871); автор пришел к тому заключению, что разделение властей должно быть понимаемо только как разграничение отдельных функций государственной власти, в своем главном источнике всегда единой и нераздельной. В. принадлежит еще статья "О современном историческом изучении права", напечатанная в 3-й книге "Временника Демидовского лицея".

Ворошилово

— село Смоленской губернии, Рославского уезда. Школа и богадельня; близ села хрустальный завод, на который глина и песок привозятся из Жиздринского уезда (Калужской губернии) и из города Белева (Тульской губернии).

Ворпас

— у древних литовцев название колоколов, звоном в которые в старину сзывали ратников в случае войны.

Ворс

ворсовые ткани, воpcoвaние — см. Сукно.

Ворса

— старые пеньковые снасти, распущенные на кабалки. В. бывает смоленая (из смоленого троса) и белая или не смоленая. В. употребляется на сезни, швабры, маты, кранцы и вообще на разные потребности корабля. Лучшая В. получается из стоячего такелажа, так как во время его службы он был защищен клетнем и смолой; худшая же получается от старых перленей и кабельтов, так как верхние кабалки перетерты, а внутренние от сырости перепрели.

П. Г.

Ворсинки кишечного канала

— В. кишечного канала у большинства позвоночных представляют небольшие цилиндрические, округленные на конце, или чаще сплюснуто-конические, иногда раздвоенные, выростки внутренней поверхности тонких кишок, которые при большом развитии (у теплокровных) придают слизистой оболочке этого отдела кишечника особый бархатистый вид. Снаружи В. покрыты слоем эпителия из цилиндрических и бокаловидных клеточек; первые имеют на свободном конце особые покрышки, исчерченные перпендикулярно к поверхности, а внутри их по большей части находятся жировые капельки; вторые имеют форму бокалов или бутылочек и открыты к полости кишки; содержимое их светлое и пузырчатое. Те и другие при основании дают различной формы отростки, непосредственно сливающиеся с элементами сетчатой соединительной ткани, которая и составляет основу ворсинки. Между клеточками и волокнами этой основы наблюдается большое количество лейкоцитов (белых кровяных шариков). Соединительно-тканная основа В. пронизана гладкими мышечными волокнами. Под эпителием находится обильная сеть кровеносных сосудов; по оси В. залегает один или несколько сосудов лимфатической системы, так называемые млечные сосуды (vasa chylifera), по которым в пищеварительном периоде, при содействии ритмических сокращений мышечных волокон В., и происходит отток всосанных питательных веществ; обилие жира придает содержимому их млечный вид; часть переваренных веществ всасывается и самими кровеносными сосудами В. Вообще во всасывании переваренных веществ на протяжении тонких кишок, начиная с двенадцатиперстной, деятельность ворсинок играет первостепенную роль, хотя, конечно, всасывание происходит и помимо ворсинок, например в толстой кишке, где их нет вовсе. В. лишь малоразвиты и редки у рыб, более развиты у земноводных, но наибольшего развития достигают они у млекопитающих.

Н. Книпович.

Ворсинчатая оболочка

(chorion) — особым образом измененная наружная зародышевая оболочка (serosa) млекопитающих (см. Водная оболочка, Зародышевые оболочки). Наружная оболочка (serosa) после своего образования совершенно отделяется от внутренней водной оболочки (amnion) и представляет собой тонкостенный пузырь, в котором свободно лежит зародыш с водной оболочкой и мочевым мешком (amnion и allantois). Затем на ее наружной поверхности образуются особые выросты или ворсинки, и serosa превращается в ворсинчатую оболочку (chorion). По степени развития В. оболочки и по тем отношениям, в которые она вступает со слизистой оболочкой матки, млекопитающая матка разделяется на три группы: у одних serosa сохраняет приблизительно свое первоначальное простое строение; у других она превращается в chorion и у третьих один или несколько участков chorion'a идут на образование детского места или последа (Placenta). К первой группе принадлежат однопроходные (Monotremata) и сумчатые (Marsupialia), зародышевые оболочки которых построены в общих чертах, как у птиц и пресмыкающихся. Поверхность серозной оболочки остается гладкой. У второй группы млекопитающих на серозной оболочке образуются ворсинки и она превращается в chorion. С внутренней стороны к ворсинчатой оболочке прилегает богатая кровеносными сосудами мочевая оболочка (allantoi s) плода; ворсинки, значительно увеличивающие поверхность оболочки, вдаются в ямки и углубления слизистой оболочки матки, чем и достигается тесное соединение последней с ворсинчатой оболочкой; при посредстве такого плотного прилегания оболочки плода к стенкам матки, происходит питание зародыша за счет материалов, доставляемых организмом матери (placenta diffusa). Так устроена В. оболочка у китообразных (Cetacea), сирен (Sirenia), непарнокопытных (Perissodactyla), y свиней, бегемотов, верблюдов (Tylopoda) и оленьков (Tragulidae). Но у всех этих животных и при рождении В. оболочка отстает от стенок матки, так что слизистая оболочка последней при этом не повреждается. У третьей группы млекопитающих отдельные части В. оболочки развиваются неравномерно; на одной стороне ее ворсинки не развиваются, оболочка остается гладкой и бедна сосудами, или даже совсем лишена их. Но на другом участке В. оболочки ворсинки достигают особенного развития; они сидят очень густо, очень длинны и снабжены многочисленными боковыми разветвлениями; при этом ворсинки богаты сосудами, образующими в их тончайших разветвлениях сеть капилляров. В месте прилегания В. оболочки слизистая оболочка матки сильно разрастается, утолщается, становится богата кровеносными сосудами и заключает в себе многочисленные ветвистые углубления, в которые плотно входят ворсинки; образуется так называемое детское место или послед (Placenta), в котором различаются усеянная ворсинками часть В. оболочки, как placenta foetalis, и связанная с ней часть слизистой оболочки матки, как pl. uterina; y жвачных рассеянные по хориону пучки ворсинок (котиледоны) свободно выходят из слизистой оболочки матки, у остальных плацентарных млекопитающих уже невозможно отделить В. оболочки от стенок матки без повреждения слизистой оболочки последней; при рождении, поэтому, отделяется часть поверхностного слоя слизистой оболочки матки, называемая отпадающей оболочкой (membrana decidua). Различное строение В. оболочки и последа служит хорошим критерием для систематического разделения млекопитающих. У человека в течение первых недель беременности В. оболочка на всей поверхности покрыта ворсинками. Лишь начиная с третьего месяца обозначается различие между той частью В. оболочки, которая прилегает к стенке матки, и остальной поверхностью ее. На последней развитие ворсинок останавливается, тогда как на стороне, прилегающей к стенке матки, ворсинки сильно развиваются и вдаются в слизистую оболочку матки; эта часть В. оболочки отличается, под названием chorion frondosum, от остальной, гладкой части — сh. laeve. Тогда как у млекопитающих в виде отпадающей оболочки (decidua) сбрасывается лишь та часть слизистой оболочки матки, которая участвует в образовании последа, у человека сбрасывается после родов поверхностный слой слизистой оболочки на всем протяжении матки. При рождении ребенок выходит из оболочек, которые за этим также отделяются от стенок матки и выходят вон; кроме В. оболочки, при этом удаляются: водная оболочка (amnion), отпадающие оболочки (decidua vera и d. reflexa) и послед (placenta ute r ina и pl. foetalis; см. Послед и Зародышевые оболочки).

Ср. Гертвиг, "Учебник эмбриологии животных позвоночных и человека" (перевод Шульгина, Одесса, 1889).

В. Фаусек.

Ворскла

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ворсма

— село Нижегородской губернии, Горбатовского уезда. 711 дворов и 3032 жителей. 4 православных церкви, школа, 6 постоялых дворов. Известна своими стальными изделиями. Особенно славится фабрика братьев Завьяловых.

Ворсо

(Йенс-Яков-Асмуссен Worsaae) — датский археолог (1821—1886), образование получил в копенгагенском университете, где впоследствии читал лекции по археологии. В. положил начало охранению древних памятников северной архитектуры и реставрации позднейших. Правительство создало для него новую должность "инспектора по делу охранения древних памятников"; позже он был назначен директором королевского музея древностей в замке Розенборг и главного музея северных древностей, а также куратором музея замка Фредериксборга. С 1874 по 1875 г. В. занимал пост министра народного просвещения. Ворсо был первый датчанин — специалист, предпринявший раскопки северных курганов. Благодаря ему, копенгагенский музей северных древностей владеет богатейшими коллекциями, по которым можно проследить развитие культуры на Севере. В 1843 году вышел первый крупный труд В. "Danmarks Olditid belyst ved Oldsager og Gravh ö je" ("Древняя Дания в освещении древних курганов"); этим началась его полемика с защитниками устарелых археологических теорий, окончившаяся полной его победой. В 1846 г. вышло "Blekiske Mindesm ä rker fra Hedenold"; в 1861г. — "Minder om de danske og nordm ändene i England, Skotland og I rland"; в 1854 г. — "Afbildninger fra det kongelige Museum for nordiske Oldsager"; в 1859 г. — "Den nye Inddeling af Sten og Broncealderen" ("Новые подразделения каменного и бронзового веков"). Встреченное сначала сильной оппозицией со стороны других геологов и археологов, подразделение это было впоследствии принято не только на Севере, но и повсюду за границей. В 1879 г. — "Fra Sten og Broncealderen i den gamle og ny Verden"; в 1881 г. — "Nordens Forhistorie". Из трудов Ворсо на иностранных языках назовем: "Die nationale Alterhumskunde in Deutschland" (1846); "The Antiquities of Ireland and Denmark", (1846); "Zur Alterthumskunde Nordens" (1847); "Danevirke, der alte Gränzwall Dänemarks gegen Süden" (1848); "Thé Primeval Antiquities" (1840); "An Account of the Danes and Norveginas in England, Scottland and Irland" (1852); "Die Dänen und Nordmä nner in England, Scottland und Irland" (1852) и многие др. 15 августа 1889 г. В. воздвигнут памятник в Prindsens Palais, в Копенгагене.

П. Ганзен.

Ворстерман

(Лукас Vorsterman) — фламандский гравер; род. в 1578 г., умер позже 1656 г.; учился сначала живописи у Рубенса, но вскоре, по его совету, стал заниматься гравированием и, сделавшись мастером в этом деле, отправился в 1624 г. в Англию, где в течение восьми лет работал для короля Карла I и графа Арунделя. Им исполнено значительное количество прекрасных гравюр, воспроизводящих портреты, исторические картины и пейзажи. Особенно искусно передавал он своим резцом различные материи и красочные тона. Из его работ наиболее ценятся любителями гравюр портреты: К. де-Маллери, Я. Ливенса, Карла Зафтлебена и В. Кавендиша, с А. ван-Дейка; Оттавио Пиколомини с Сегерса и "Поклонение волхвов" с Рубенса.

Сын этого художника, по имени также Лукас, называемый, в отличие от него, В. Младшим (род. около 1600 г.), был также гравер, но не столь значительный, как отец; тем не менее им исполнено несколько весьма хороших эстампов, какова, например, гравюра с картины Йорданса: "Сатир в гостях у крестьянина".

А. С-в.

Ворсянка, ворсильная шишка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ворсянковые

(Dipsaceae) — семейство растений, весьма близкое к сложноцветным по устройству соцветия, но достаточно отличающееся от них свободными (не сросшимися) тычинками и характерными плодами. Сюда относятся одно - или многолетние травянистые формы, редко полукустарники, с супротивными перисто-надрезными листьями без прилистников. Мелкие цветы собраны на выпуклом цветоложе, на конце стебля и ветвей его, в плотное соцветие — головку, окруженное обверткой (поволокой); у некоторых форм цветки снабжены пленчатыми прицветниками; чашечка двойная: наружная подпестичная — пленчатая, прижатая к цветку, внутренняя (собственно чашечка) надпестичная — часто разделенная на длинные щетинки. Венчик — трубчатый, не вполне правильный, часто почти двугубый (у краевых цветков), 4—5-надрезный; тычинок 4 свободных, выступающих из трубки венчика; завязь — одногнездная с 1 висячей семяпочкой; столбик 1 с цельным рыльцем; плод — семянка, окруженная наружной чашечкой и часто несущая и внутреннюю щетинистую чашечку; такие плодики собраны, подобно цветам, в плотные головчатые соплодия, колючие или цепкие; эти-то соплодия или "шишки" у рода ворсянка служат для наведения ворса на тканях (см.).

Представители В., всего до 140 видов в 10 родах, распространены преимущественно в северном умеренном поясе Старого Света; лишь немного видов встречаются на Цейлоне, в Судане, и только в Африке заходят они южнее экватора; в высоких горных областях почти отсутствуют; в Америку занесены или разводятся; всего более их в области Средиземного моря; один род (Triplostegia, с двойной наружной чашечкой) — исключительно в Гималаях. Помимо фабричного применения в качестве ворсильных шишек, многие В. хорошо известны в садоводстве по красоте цветов, особенно род скабиоза (Scabiosa L.) и кнауция (Knautia C o ult.) или короставник. В России найдено несколько видов В. в лесной и степной областях; особенно часты в северной половине: короставник полевой (Knautia arvensis Coult.), сивец луговой (Succisa pratensis Much.); в южной части — виды скабиоз, например украинская скабиоза (Scabiosa ucrainica), золотистая скабиоза (Scabiosa ochroleuca); в южно-русских степях попадается самая крупная форма всего семейства — Cephalaria tatarica, достигающая ½ сажени высоты.

А. А.

Вортигерн

— король бриттов. Сначала был князем думнонов (в нынешнем Корнвалисе и Девоншире), но когда Валентиниан III приказал легионам очистить Британию (445), то Вортигерн был избран верховным вождем всех бриттов, чтобы успешнее отражать пиктов и скоттов. Видя слабость своих сил, В. призвал дружины саксов и англов (449). Наемники помогли одержать верх над врагами, но захотели создать независимое государство в Кенте. В. пришлось воевать с ними несколько лет; после смерти Горсы, его брат Генгист продолжал борьбу и был наголову разбит бриттами, после чего стал просить мира. Во время переговоров Генгист пригласил всех князей на пир, схватил их и перерезал, сохранив жизнь одному В., с которым заключил в 475 г. договор об окончательной уступке Кента; тогда бритты восстали против В., избрали своим главой силурского князя Аврелия-Амвросия и начали отчаянную борьбу. Осажденный в своем последнем замке Камбри, В. погиб во время штурма его Аврелием (485).

Вортинг

(Worthing) — город с морскими купаньями в графстве Суссекс, в юго-восточной Англии; 10976 жителей (1881). В 6 км от города лежит холм (Cisbury-Нill) с остатками римского лагеря.

Вортман

(Christian Albert Wortmann) — гравер на меди; род. в 1680 г., умер в 1760 г. По приглашению Шумахера, в 1731 году приехал в С.-Петербург. Здесь он застал нескольких учеников (см. ниже), занимавшихся гравированием у печатальщика Рейера и литерщика Унферцагта. Вместе с ними, Вортман приготовил доски для двух любопытных изданий: "Палаты С.-Петербургской Императорской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры etc." (1738; В. принадлежат 3 листа) и "Описание коронации императрицы Елисаветы Петровны" (СПб., 1745) — главный памятник русского гравирования при Елисавете Петровне, в котором В. принадлежат два листа. Вортман выгравировал множество портретов, из которых особенно выдаются, по редкости в отделке, портреты графа П. И. Шувалова, Бенигны Готлиб (жены Бирона), царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны, большой портрет в рост императрицы Анны Иоанновны, над которым В. работал 3 года. Кроме того, известностью пользуются отпечатки досок В.: Петра I (с Танауера), Петра II (с Люттена), Екатерины I, царя Алексея Михайловича и др. Много гравюр В. хранится в Императорском Эрмитаже, куда они перешли из коллекции П. Карабанова, а доски — в Академии Наук. Уволенный в 1745 г. за дряхлостью от Академии, В. вынужден был снискивать себе пропитание копированием плохих рисунков к "Телемаку" (с гравюр Пикара) и т. п. поделками.

Ученики В. — Филипп Матарнови, Иван Соколов, Григорий Качалов, Алексей Греков, Беренц, Келер и др. — впоследствии сами сделались прекрасными граверами и открыли собой непрерывный ряд русских граверов. Эти граверы образовали у нас так называемую Вортмановскую школу, отличавшуюся чистым и блестящим резцом, добросовестностью в исполнении подробностей, но несколько страдавшей неправильностью рисунка. Школа Вортмана работала преимущественно резцом, в портретах при гравировании деталей иногда прибегала к пунктировке. Последним наиболее крупным представителем этой школы был Иван Соколов, со смертью которого (1756) оканчивается ее почти 30-летнее существование. Она оставила памятью по себе множество портретов, видов, рисунков в книгах, огромные проспекты С.-Петербурга и его окрестностей (по рисункам трудолюбивого перспективных дел мастера Михайлы Махаева), даже целые гравированные коллекции, которые могут быть поставлены наряду с первоклассными европейскими изданиями того времени.

Ум.

Ворцель

— польско-русский дворянский род, герба Дуб, ныне состоящий в русском подданстве. Родоначальник их, Андрей В., немецкий еврей, поселился в конце XVII века в Польше, крестился и возведен в дворянское достоинство. Правнук его, Станислав-Григорий, был камергером польского двора. Сын последнего, Станислав, был великим литовским подстолием (1787), затем волынским губернским предводителем дворянства (1802—1808). Сын его Николай-Яков, за участие в тайном обществе 1825 г. был лишен всех прав состояния и определен рядовым в кавказский корпус; в 1843 г. уволен от службы, а в 1856 году возвращены ему права потомственного дворянства. Род В. внесен в III часть родословной книги Волынской губернии.

В. Руммель.

Ворчестер, город в Англии

— главный город одноименного графства, лежит на левом берегу Северна; жителей — 33955 (1881). Город имеет, кроме 21 церкви и часовни, старинный готический кафедральный собор, постройка которого была начата в 680 г. при короле Этельреде, а окончена в XIII и XIV вв. Особенно развита здесь фабрикация фарфора и перчаток. 3 сентября 1651 г. Кромвель одержал здесь победу над шотландской королевской армией Карла III. В англосаксонскую эпоху город назывался "Wigoraceaster" или "Wigorn".

Ворчестер, город в Соединенных Штатах

(Worcester) — главный город округа Ворчестер в североамериканском штате Массачусетс, около реки Блэкстон. Жителей 84655 (1890). Много фабрик: разнообразные железные и стальные изделия, машины, инструменты и т. д.; военная академия (Highland school), учительская семинария, коллегия "Institute of industrial science", общество "Antiquarian Society" с огромной библиотекой (около 50000 т.) и ценным собранием древностей, публичная библиотека. Основан город в 1723 г.

Ворчестер, графство в Англии

(Worcester) — одно из западных английских графств, занимает пространство в 1912 кв. км, с 413655 жителями (1891), и составляет вместе с граничащим с юга Глочестером (Gloucester) самую лучшую часть живописной и плодородной долины реки Северн, в которую здесь впадает Авон (Avon); сетью многочисленных каналов сообщается с другими частями Англии. Главнейшие возвышенности в графстве — Мальвернские (Malvern) холмы. Климат умеренный и влажный. Почва в речных долинах очень плодородна. По отрогам гор и долинам тянутся богатые луга, на которых пасутся огромные стада рогатого скота и овец. На севере есть каменноугольные копи; около Драйтвича (Draitw i ch) находятся самые богатые в Англии солеварни. Главное занятие населения — земледелие, но и фабричная деятельность достигает довольно больших размеров (металлические, кожаные изделия, шерсть, стекло и т. д.). Под пахотной землей 40% всей территории, 39% под лугами и пастбищами, 6% под лесами.

Ворша

— река Тверской губернии и уезда, правый приток Волги. Берет начало в болотах Тверского уезда, направляется к югу и после 55 верст весьма извилистого течения впадает в Волгу при деревне Воршино.

Ф. Г.

Воршуд

— название антропоморфного духа-покровителя у вотяков. Впоследствии это слово стало обозначать у них идола В., затем место, где ставился этот идол, ящик с приносимыми ему жертвами и, наконец, ту группу людей, которые ему поклоняются.

Ворьема

— река Архангельской губернии, Кольского уезда; общая ее длина около 50 верст; имеет значение вследствие того, что граница России с Норвегией проходит вдоль левого берега ее на протяжении около 40 верст. Общее направление течения на север; река впадает в Ледовитый океан, причем устье ее лежит на северной широте 69°47'20" и восточной долготе, от Гринича, 30°49'9".

Ю. Ш.

Воря-река

— левый приток Угры, берет начало под 55°25' северной широты и 53° восточной долготы, около села Некрасова в Гжатском уезде Смоленской губернии; затем она проходит в Юхновский уезд, в Медынский Калужской губернии, снова, завернув на юго-запад, в Юхновский уезд, где и впадает в реку Угру. Ее течение весьма извилистое, с изломами и коленами, придерживается меридионального направления. Общая длина ее свыше 100 верст. Берега реки всюду открытые, лесов нет. Течение ее весьма быстрое. Наибольшая ширина реки 12 саженей, при устье около села Некрасова — 70 саженей. Река сплавная весной; глубина летом около 1 и 1½ аршина.

Кдрц.

Вос

Статья большая, находится на отдельной странице.

Восинские

— польско-русский дворянский род, герба Сас. Родоначальник их, Иван В., владел коронным войтовством Завады, в Перемышльском старостве (1684). Потомки его внесены в VI часть родословной книги Минской и Подольской губерний (Гербовник, XI, 43).

В. Руммель.

Восинский Брунон

(Wosi ński) — латинско-польский стихотворец XVI в. Его "Carminum libri duo" (Краков, 1582) не отличаются поэтическими достоинствами, но в них много сведений о современных авторах и их произведениях, благодаря чему они имеют важное значение для истории польской литературы.

Воск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воск горный

— см. Озокерит.

Воски

или пасущиеся — особый вид подвижников на Востоке; в IV в. появились в Месопотамии, а впоследствии находили подражателей в Палестине, жили в горах или пустынях без всякой кровли, почти совершенно нагие, подвергали себя зною и холоду и питались травой или кореньями, пока не теряли всякого образа человеческого.

Восклицательная совка

(Agrotis exclamatioms) — бабочка из семейства ночниц (Noctuidae); см. Озимый или ржаной червь.

Восклицательный знак (!)

— знак препинания, который ставится после выражений, заключающих в себе удивление или призывание.

Воскобой

воскобоина — воск, полученный при выбивании вощин, или удалении выжиманием остатков меда из сотов; он содержит в себе много сору и требует очистки перетопкой.

Воскобойников

(Николай Николаевич) — публицист; род. в 1838 г. Окончив институт инженеров путей сообщения, отправился в 1863 г. с графом M. H. Муравьевым в Вильно. По усмирении польского восстания, В. вышел в отставку и поселился в Москве, где впоследствии построил каменный мост через Москву-реку. В. был одним из постоянных и деятельнейших сотрудников "Московских Ведомостей", а после смерти (в 1875 г.) П. М. Леонтьева сделался помощником редактора. † в Москве в 1882 г. Кроме многочисленных корреспонденций из Польши, печатавшихся в "Московских Ведомостях", В. принадлежат статьи: " Ладожский канал" ("Русский Вестник", 1858, кн. 7 и 8); "Заметка об отношениях правления главного общества российских железных дорог к акционерам" (1859, кн. 17 и 18, там же); этому же вопросу посвящены статьи в "С.-Петербургских Ведомостях 1860 г." и "Русском Инвалиде 1861 г."; "О положении фабричных, преимущественно на петербургских фабриках" ("Библиотека для Чтения", 1862, кн. 5 и 6).

Восковая живопись

— см. Энкаустика.

Восковая или вощинная моль

мотылица, ключень (Galleria mellonella L.) — бабочка из семейства Pyralidae (см. табл. Бабочки II, рис. 20), весьма серьезный враг пчеловодства. Бабочка ее с фиолетово-серыми, у самцов бурыми, передними крыльями, величиной в размахе 1½ —3½ с м, летает в июле-сентябре по вечерам и ночью и через леток или щели проникает внутрь улья, где и кладет отчасти в ячейках сотов, отчасти в щелях улья кругловатые яички, из которых вскоре выходят восковидные личинки, питающиеся воском. Личинки эти перед окуклением обвиваются паутиной, образуя так называемые гнезда мотылицы. Присутствие паутины в улье, а равно появление на пяте его маленьких кусочков воска, вместе с мелкими, черными, зернистыми испражнениями личинки, похожими на крупинки пороха, и упавшими, более слабыми экземплярами самой личинки, служит признаком " замотыличенности" улья. При значительном размножении личинок моли пчелы, будучи не в состоянии заделать произведенные в сотах повреждения, оставляют улей, для исправления которого следует вырезать все соты, поврежденные молью. К числу предупредительных мер относятся: содержание сильных ульев, хорошее проветривание их, особенно зимой, в омшанике, окуривание и поздний (в октябре) выгон пчел из ульев и вынимание оттуда вощины. Исправительные меры — промывание неповрежденной еще вощины посредством опускания ее на 48 часов в холодную воду; замена зараженной уже молью вощины новой, чистой; выжигание замотыличенных ульев внутри соломой, после вынимания из них вощины; обмывание их стенок горячей водой и т. п.

В. С.

Восковая пальма

— Под этим названием известно небольшое число пальм, несущих восковые налеты на различных частях своих. Более известны две следующие: 1) Коперникова пальма (Copernicia cerifera Mart.) или "карнауба" по местному названию, из Бразилии, где растет иногда целыми лесами. Невысокая пальма с широким и толстым, но слабым стволом, вследствие того, что сосудисто-волокнистые пучки мягки, непрочны и не утолщаются по направлению к коре. Листья опахальные (наподобие латании или ливистонии, всем известных), густым почти шаровидным шатром — наверху ствола; черешки отмерших листьев, расширенные при основании в виде влагалища, растрескиваются продольно и дают очень крепкие волокна. На листьях образуется желтоватый слой воска, идущего на свечи; ствол дает род саго (не настоящее) и идет на постройки и поделки. Цветы и плоды устроены как у большинства пальм и неинтересны. 2) Андская В. пальма, Ceroxylon (в переводе — восковое дерево). До 5 видов этого рода, весьма между собою схожих, обитают в южно-американских Кордильерах — Андах Колумбии и Эквадора; наиболее известны С. andicola H. В. Kth. и Cer. Klopstockiae Mart. (или С. cerifera Karst.). Высокий стройный ствол до того густо покрыт беловатым слоем воска, что кажется высеченным из мрамора; этот воск является хорошим продуктом торговли и вывоза (пальмовые свечи). Листья длинные, перистые (т. е. как у финика или саговой пальмы), с узкими и острыми долями; на нижней стороне покрыты восковым налетом. Цветы в ветвистых початках мелкие, как разносоставные — двудомные, так и обоеполые — однодомные (см. Пальмы). О строении восковых отложений у пальм и других деревьев — см. Восковой налет, а о составе — см. Воск растительный.

А. А.

Восковая трава

(Cerinthe L.) воскоцвет — низенькая трава из семейства бурачниковых (см.) или шероховатолистных, водится во всей Средней Европе и России. Цветы с глубокораздельной чашечкой, пятидольным белым венчиком и копьевидными пыльниками; плод 2 орешка двусемянных или, по недоразвитию, односемянных. В России — от Волыни до Закавказья — встречаются С. major L. и С. minor L.

A. А.

Восковая ягода

— см. Восковое дерево и Восковниковые.

Восковица

(Ceroma) — мягкая, не покрытая перьями, часто ярко окрашенная в восково-желтый цвет кожа, расположенная у некоторых птиц (например, у хищных, у попугаев) на основании верхней половины клюва и вокруг ноздрей.

Восковник

(Myrica l.) мирика — см. Восковниковые.

Восковниковые

(Myricaceae) — небольшое семейство кустарников из двудольных, близкое к семействам березовых; содержит до 35 видов в единственном роде Myrica L. — восковник; распространены в северном умеренном и отчасти холодном поясах Старого и Нового Света. Ароматные невысокие кустарники и полукустарники с бурыми ветвями и кожистыми цельными листьями величиной с брусничные, но уже и длиннее. Цветы однодомные, однополые, в коротких сережках, как у березы, причем тычиночные цветут очень рано, еще до появления листьев, а пестичные созревают летом. В Северной России, начиная с широты Петербурга, а также и во всей Северной Европе и Азии иногда встречается вид В., гале (Myrica Gale L.), на болотистых лугах вблизи моря; по берегам Финского залива, от С.-Петербурга до Нарвы, также на Лахте; у этого вида продолговатые темно-зеленые листья на коротких черешках, слегка зубчатые по краям; плод — маленькая костянка с приросшими к ней чешуйками. В Северной Америке известна Myrica cerifera L. — восковое дерево, восковой вереск, восковая ягода (восковой мирт), мало отличающаяся от нашей, но снабженная восковым слоем на плодах (не "ягоды", а "костянки"), содержащих твердое, как камень, семя. Воск этот вытапливается и идет в технику. Из прочих видов известны больше остальных — В. калифорнский (M. californica Cham.) и В. папоротниколистный (М. asplenifolia Koch.) в Северной Америке.

А. А.

Восковое дерево

В. растение. — Из нескольких растений, известных под этими названиями, укажем замечательнейшие. 1) Гойя (Hoya carnosa R. Br.) из семейства асклепиадовых (см.) — деревянистое слабо вьющееся растение, родом из Индии, Индо-Китая и Китая; водится и в Австралии. Листья цельные, овальные, сидят попарно (вроде сирени); цветы лиловые с красноватым зевом и беловатыми привенчиками, собраны мутовчатым соцветием. Называется также восковым плющом; воск отлагается на листьях, черешках и стебле тонким слоем. 2) Мирика, восковая ягода (Myrica cerifera L.) — североамериканское деревцо из семейства восковниковых — см. соотв. статью. 3) Восковой мушкатник (Myristica cerifera Sw.) — родом из Гвианы, из семейства мушкатниковых (Myristicaceae) — см. это слово, а также Восковой налет и Воск.

А. А.

Восковой вереск

— см. Восковниковые.

Восковой мирт

— см. Восковниковые.

Восковой налет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Восковуха

— малоупотребительное название боярышника (Cr ataegus).

Восковые свечи

— см. Свечное производство.

Восковые цветы

— см. Воск.

Восковые яблоки

— Так называются яблоки, кожица которых, особенно у чашечки, покрыта тонким беловатым налетом вещества, похожего на воск и придающего ей особый блеск. Налёт этот появляется только во время созревания яблока и очень легко стирается; в лёжке он обыкновенно теряется, но иногда превращается в маслянистость, т. е. на кожице выступает маслянистое вещество, облекающее собой целое яблоко и настолько обильно, что часто остается даже на пальцах.

А. Р.

Воскомастика

— смесь из воска, мастики, толченого мрамора и ароматических веществ; растопленная на огне, смесь эта возливается на углы престола, при освящении его, и этим возлиянием начинается самое таинство освящения. Остывая, смесь крепнет и скрепляет углы престола, служа знамением крепкой любви Христовой.

Воскоцвет

— см. Восковая трава.

Воскресен

— название песнопений, по уставу назначенных для воскресных дней ("тропарь В."; "Богородичен В.", "канон В." и т. п.). Содержание этих песнопений прославляет воскресение Христово. Если при этом прославляется еще и крестное страдание Спасителя, то песнопение называется кресто-воскресным.

Воскресение

— иллюстрированный журнал, издается еженедельно в СПб. с 1887 г. и редактируется князем В. П. Мещерским; предназначен для народного чтения.

Воскресение Иисуса Христа

— По евангельскому рассказу, в ночь на первый день недели при гробе Иисуса Христа произошло землетрясение: ангел, сошедший с неба, отвалил камень от гроба и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, сторожившие гроб Иисуса, были устрашены этим явлением и от страха сделались как бы мертвы (Мат., 28, 2—4). Как только начала заниматься заря первого дня седьмицы, Мария Магдалина и другие благочестивые жены, с благовонными мастями, пошли ко гробу. Они были озабочены — кто им отвалит камень от гроба. Но, подходя ко гробу, они увидели, что камень отвален. Мария Магдалина побежала назад и сказала Петру и Иоанну: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Прочие жены вошли в пещеру, не нашли там тело Господа и недоумевали, что подумать об этом. В пещере они приметили двух юношей в белых блистающих одеждах, приняли от них весть о воскресении и повеление скорее передать ученикам Христа и в частности Петру, что Христос воскрес и встретит всех в Галилее. Вышедши из пещеры, они побежали поспешно и рассказали все это ученикам. Те не поверили рассказанному (Мат., 28, 1, 5—8; Иоан., 20, 1—2; Map., 16, 2—8; Лук., 24, 1—11). Только Петр и Иоанн, услышавшие теперь уже во второй раз, что при гробе Христа произошло что-то необыкновенное, встали и поспешили ко гробу. Иоанн бежал скорее Петра и пришел к гробу прежде него. Наклонившись над отверстием пещеры, он увидел, что лежат только одни пелены. Потом пришел Петр, вошел в пещеру и увидел, что лежат пелены и свитый плат, которым была обвита Глава погребенного Иисуса. Вошел в пещеру и Иоанн, увидел все это и поверил, что Христос воскрес (Иоан., 2, 3—10; Лук., 24, 12). Между тем Мария Магдалина опять возвратилась в сад Иосифов и при гробе скорбела, не зная, где положили тело Господа. Теперь ей явился воскресший Христос и беседовал с нею. Об этом радостном событии Мария Магдалина известила все еще скорбящих учеников. Но они, слыша от нее, что Христос жив и что она видела Его, все еще не верили (Иоан., 20, 11—18; Map., 16, 9—11; Мат., 28, 8—10). Далее евангелисты рассказывают о различных явлениях воскресшего Христа своим ученикам, которые теперь уже не могли не верить чудесному Его воскресению из мертвых. Между тем стражи донесли первосвященникам о всем, что произошло при гробе и чему они были свидетелями. Собрался синедрион, и члены его подкупили воинов, чтобы они разглашали, что во время их сна пришли ученики Христа и похитили из гроба тело Его (Лук., 24, 13—26; Map., 16, 12—13).

Чудо воскресения, по учению церкви, служит довершением тех чрезвычайных событий, которыми свидетельствуется божественное достоинство Христа и вместе с этим божественное происхождение христианской религии. Рационализм прошлого столетия пользовался для отрицания действительности воскресения вышеупомянутой выдумкой, а именно, что ученики Христа украли тело Его, и распространили весть о воскресении Учителя. На смену этого объяснения появилось в начале нашего столетия другое: о летаргическом сне. Паулус и Шлейермахер говорят, что Иисус Христос не умер на кресте, а только впал в летаргический сон, а потом в прохладном каменном гробе сильными ароматами, при усердном уходе друзей, был приведен в чувство. Критикуя эту гипотезу летаргического сна, Штраус говорит: "Вышедший из гроба полуживым, ходящий в болезненном виде, нуждающийся во врачебных пособиях и уходе, и, наконец, изнемогающий от томительных страданий, Иисус Христос никак не мог бы произвести на учеников то впечатление победителя смерти и владыки жизни, которое послужило основанием всей дальнейшей их деятельности. Такое возвращение к жизни только ослабило бы впечатление, какое Иисус производил на учеников при своей жизни и смерти, исторгло бы у них плачевные вопли, но никак не могло бы их скорбь превратить в воодушевление, их почитание к Нему довести до обожания". Рационалисты нового времени (Вейсе, Эвальд, Штраус, Баур и др.) признают, что действительно Иисус Христос умер, но не воскрес. Апостолов и свидетелей, повествующих о воскресении, они не обвиняют в заведомой, умышленной и сознательной лжи. Они были действительно убеждены в воскресении Христа; но убеждение их было чисто субъективное, ему нисколько не соответствовала действительность. Все описанные ими видения были видения субъективные, чистые иллюзии, порожденные деятельностью чрезмерно возбужденного и напряженного воображения. Эта так называемая "визионерская" теория встретила уже в правоверной богословской литературе решительнейший отпор.

Ср., например, W. Beyschlag, "Die Auferstehung Jesu und deren Bestreitung durch Strauss" (Берлин, 1865) и его же, "Die Visionshypothese in ihrer neusten Begr ü ndung, Studien und Krit." (1870). Весь вопрос о воскресении хорошо изложен в краткой форме в новом сочинении Hocren'а: "Geschichte d. neutestam. Offenbarung" (Мюнхен, 1891).

П. В.

Воскресение мертвых

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воскресенка

— село Александровского уезда Екатеринославской губернии; жителей 4537 (1889), 581 двор; часовня, школа, 3 лавки, 2 ярмарки.

Воскресенск, город Московской губернии

— заштатный город Московской губернии, Звенигородского уезда, в 53 верстах от Москвы, существовал в XVI в. под именем Рогожи, и свое название получил от патриарха Никона. С 1781 по 1796 г. был уездным городом, а затем сделан заштатным. Жителей 1625. Городских доходов в 1889 г. было 7974 руб. и, кроме того, поступило прибыли от городского банка 485 руб. и от городских капиталов 684 руб. Всех расходов было 9363 руб., из них 2616 руб. назначено на содержание городской управы. Приходская церковь, освященная в 1607 г.; больница, содержимая губернским земством, с пособием от уездного, в которой в 1888 г. лечилось 410 человек. Приходское училище. На Вознесение здесь бывает 2-дневная ярмарка. Около города Воскресенский монастырь.

А. С.

Воскресенск, посад Херсонской губернии

— посад Херсонской губернии и уезда. Жителей 3141, церковь, одноклассное училище министерства народного просвещения.

Воскресенск, село Нижегородской губернии

— село Нижегородской губернии, Макарьевского уезда, с пристанью на реке Ветлуге. Жителей 878. Больница, школа, 5 лавок, 7 кузниц. На еженедельные базары привозят хлеб и лесные изделия.

Воскресенская гора

— Уфимской губернии, Стерлитамакского уезда, около села Табынск, имеет значительную высоту и оканчивается скалой в виде конуса, а свод ее состоит из плитняка. В ней есть древние могилы и пещера, которая имеет в диаметре до 20 саженей и в высоту 2 сажени.

Воскресенские монастыри

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воскресенский Григорий Александрович

(род. в 1849 г.) — писатель, воспитанник Московской дух. академии, в которой состоял профессором по кафедре русского и церковно-славянского языков (с палеографией) и истории русской литературы. Состоит членом-корреспондентом Имп. академии наук. Главные труды В.: "Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века" (М., 1879, магист. диссерт.); "Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по сто двенадцати рукописям Евангелия XI—XVI вв." (М., 1896), "Древнеславянское Евангелие. Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI—XVI вв." (Сергиев Посад, 1894, докторская диссертация, вместе с предшествующею книгою); "Славянская хрестоматия" (Москва, 1882—1884); "Славянские рукописи, хранящиеся в заграничных библиотеках: Берлинской, Пражской, Венской, Люблянской, Загребской и двух Белградских" (СПб., 1882); "Валентин Водник. Очерк из истории словинской литературы" ("Сборник статей по славяноведению, сост. и изд. учениками проф. В. И. Ламанского по случаю 25-летия его ученой и профессорской деятельности", СПб., 1883); "Тысячелетие памяти св. Мефодия, архиепископа моравского" ("Прибавления в Творениям св. отцов", 1885, кн. 3); "Ломоносов и Московская славяно-греко-латинская академия" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1891, кн. 1 и 2); "Придворная и академическая проповедь в России полтораста лет назад" ("Душеполезное Чтение", 1891—94); "Древнеславянский Апостол. Послания св. апост. Павла по основным спискам четырех редакций рукописного славянского апостольского текста с разночтениями из пятидесяти одной рукописи апостола XII—XVI вв. Вып. I. Послание к Римлянам" (Сергиев Посад, 1892); "Из церковной жизни православных славян" — ряд статей, представляющих ежегодное обозрение церковной жизни в Болгарии, Сербии, Черногории, Карловицкой и Буковинско-Далматинской митрополиях, Боснии и Герцеговине, начиная с 1892 г. (печатается в "Богосл. Вестнике" с 1893 г.); "Величие Пушкина, как поэта и человека" ("Богосл. Вестник", 1899, июнь); "По поводу пятидесятилетия со дня кончины Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского" (ib., 1902, март).

Воскресенский завод

— Уфимской губернии, Стерлитамакского уезда, при реке Тове, основан в 1745 г. Жителей более 3 тысяч; больница, аптека, православная церковь. В 1888 году проплавлено руд 208756 пудов, выплавлено штыковой меди 3382 пуда, прокатано и вытянуто меди 3057 пудов.

А. С.

Воскресенский медный рудник

— в Верхотурском уезде Пермской губернии; в нем встречалось также и золото; в 1886 г. добыча медных руд была ничтожной (115 пудов); в 1888 г. в списке действовавших рудников не значился.

Воскресенский распев

(церковная музыка) — иначе называемый переводом Нового Иерусалима, образовался во второй половине XVII в. Название свое получил от местности, где он образовался, а именно от Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря (см.). На безлинейных нотах знаменного распева известна в настоящее время только одна "Херувимская песнь" с надписью: воскресенская, переводу Иерусалима Нового.

Воскресенский стеклянный завод

(б. Желтухова) — Казанской губернии, Царевококшайского уезда; выделывает листового стекла и дешевой стеклянной посуды на 27000 руб. Имеет одну плавильную печь; рабочих 120 человек.

Воскресенский, Александр Абрамович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воскресенский, Михаил Ильич

— беллетрист 1830—50-х гг. Умер 12 декабря 1867 г. Ему принадлежит ряд романов: "Он и она" (М., 1836 и 1858); "Проклятое место" (M., 1838 и 1858); "Черкес" (M., 1839 и 1860); "Мечтатель" (M., 1841); "Сердце женщины" (M., 1842); "Самопожертвование" (M., 1844); "Затаенная мысль" (M., 1856); "Наташа Подгорич" (M., 1858); "Повести и рассказы" (M., 1858); "Увлечение или семейство Келлиопиных" (М., 1860); наконец, комедия в стихах: "Утро после бала Фамусова или старые знакомые" (М., 1844) и др. Романы В., бьющие на эффект своим заглавием, принадлежат к разряду "страшных" и "интересных"; главные признаки их мелодраматичность, сложность интриги, совершенная неестественность лиц и аффектированность слога. Герои В., взятые и из низшей среды, произносят патетические монологи, взятые напрокат из плохих французских романов.

М. М.

Воскресенский, Петр Герасимович

(1783—1853) — воспитывался в казанской гимназии и университете (1809—1812); окончив физико-математический факультет, стал заниматься медициной; в 1813—1814 гг. был помощником прозектора в Казани. В 1815 году в Москве защитил диссертацию на степень магистра физико-математических наук: "De modo respirationis animalium" (Москва, 1815). Через два года там же защитил диссертацию на степень доктора медицины: "De dolore faciei" (Москва, 1817). С 1817 по 1819 г. В. преподавал в московском университете анатомию. Оставив научные занятия, служил по министерству финансов. Кроме диссертаций, напечатал: "Lectio de historia naturali Mercurii, ejus proprietate et usu" (Москва, 1815).

Воскресенский, Яков Иванович

— духовный писатель, образование получил в Александро-Невской академии; в 1806 г. определен законоучителем в екатерининский институт; в 1812 назначен благочинным над законоучителями. Сочинения его: "Нравоучение для воспитанниц общества благородных девиц и института ордена св. Екатерины" (4 ч., СПб., 1813); "Краткое толкование на литургию" (СПб., 1815); "О церкви, утварях, службах и облачениях церковных с изъяснением таинственного знаменования оных" (2 ч., СПб., 1821); "Перевод слова о смерти Иисуса Христа" Блера (с английского, СПб., 1823). † протоиереем Исаакиевского собора в 1836 г.

М. М.

Воскресенское село

— 1) в Пермской губернии, в Екатеринбургском уезде, на реке Синоре (иначе Клеопино); 264 двора, 1581 житель (1878); школа, раз в году торжок. Прежде было здесь небольшое укрепление для охраны от башкир. 2) В той же губернии, в Осинском уезде (иначе Смурыги), при речке Телесе; 222 двора и около 1500 жителей; школа, торговый пункт, базары еженедельно, 3 раза в году торжки. 3) В. (Прозоровское) — Владимирской губернии, Ковровского уезда. Церковь с приделом, построенным над могилой отшельника Киприана, уважаемого всеми окрестными жителями. 2 октября здесь служат панихиду по отшельнику и бывает ярмарка.

Воскресенцы

— монашеская конгрегация во имя Воскресения Христова, на самом деле имела своей задачей воскрешение Польши; она возникла в середине текущего столетия среди польских эмигрантов и преимущественно состояла из бежавших священников; главные надежды в деле воскрешения Польши они возлагали на магнатов и на слепое подчинение папе, чем резко отличались от товианистов, последователей Товянского.

Воскресенье

— В., первоначально у всех почти славян называемое неделей (оттого, что в этот день ничего не следует делать, а только отдыхать и молиться), иногда олицетворяется в народных сказаниях; особенно же такое олицетворение встречается часто в сказках малорусских, сербских, хорутанских и немецких. Здесь св. воскресение является под названием св. Недельки и св. Анастасии, в то время как св. Пятница принимает иногда имя св. Параскевы. Св. Неделька представляется обыкновенно под видом доброй женщины, которая своими советами и подарками помогает героям и героиням сказаний; поверье это особенно популярно в Сербии, где до сих пор думают, что неделя есть святая жена, а "света Петка (т. е. Пятница) Недjелина мajкa". Насколько поверье древне, видно хотя бы из Паисиевского сборника, в котором помещено слово, обличающее обожание Недели и советующее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о воскресении Иисуса Христа. Подобные же поверья соединены и с другими днями недели, например со средой.

И. Л.

Воскресенье, воскресный день

— день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1—6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который последовало воскресение Спасителя, что дало повод перенести празднование с субботы, дня покоя Божия по сотворении мира, на В. — день пересоздания его. В. иначе называется единой от суббот (Луки, XXIV, 1), первой субботой (Марка, XVI, 9) и днем недельным (Апок., I, 10). Некоторые из В. дней заключают в себе двойную торжественность, каковы В. Светлое, или Пасха, день Пятидесятницы, В. вербное — цветоносная неделя, Сборное В. — неделя православия. См. соответственные слова.

Воскресная буква

— см. Пасхалия.

Воскресное Чтение

— журнал религиозно-нравственного характера, выходивший еженедельно с 1837 г., по почину архиепископа Иннокентия и при деятельном участии его, до 1841 года. В 1872—1877 гг. издавался под редакцией X. М. Орды. В настоящее время редактируется священником Богородицким. В 1872—75 гг. ежемесячным приложением к журналу выходил "Листок духовной библиографии и журналистики", а с 1880-х гг. — выходящие неопределенно "Киевские листки религиозно-нравственного чтения для народа". См. Указатель статей, содержащихся в 25 т. "Воскресного Чтения" (Киев, 1863 г.).

M. М.

Воскресные беседы

— издание московского общества любителей духовного просвещения, выходит в Москве еженедельно с 1870 г. и представляет собой отдельные оттиски статей, появляющихся в "Московских Епархиальных Ведомостях" тремя неделями раньше. До 1874 г. "В. Б." имели предметом библейские темы, с 1874 г. — изложение катехизического учения православной церкви, с 1879 г. — жития святых, с 1883 г. — поучения на темы из пролога и отечника. Редактором состоит В. П. Рождественский.

M. M.

Воскресные Листки

— бесплатное приложение к журналу "Воскресный День" (см.).

Воскресные школы, Вечерние школы, Воскресные и вечерние курсы и классы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воскресный День

— еженедельный иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье — издается в Москве с 1887 года; издатель-редактор священник С. Я. Уваров. В приложение к нему выходят "Воскресные Листки", содержащие историю и объяснение церковных праздников, жизнеописание святых и описание чудотворных икон.

Воскресный Досуг

— народная иллюстрация, издавался в СПб. с 1863 года еженедельно; изд. А. О. Бауман; редактор В. Р. Зотов. Целью издания было дать дешевый (3 рубля в год) иллюстрированный журнал для небогатых среднего круга читателей. Журнал имел 3500—4000 подписчиков. В 1873 году его заменила "Иллюстрированная Неделя".

Воскресный листок музыки и объявлений

— еженедельный музыкальный журнал, выходил с 1878 года под редакцией его издателя А. Себера, с приложением небольших композиций. С 1879 года соредактором и соиздателем стал Г. Рихтер. С 1880 года журнал назывался "Воскресным листком музыки" и тогда же прекратился. В тексте журнала принимал участие П. С. Макаров, а в нотных приложениях: Главач, Кесслер, Негрин, Баевский, В. Соколов, Фрейганг, Таборовский, Флиге, Шульце, В. фон Розен, Геринг, П. С. Макаров. Под конец существования этого журнала к нему стали прилагать небольшие композиции Брамса, Бетховена, Глюка, Моцарта и других классиков. Из интересных статей укажем: "А. Ф. Львов" и "Эпизоды из жизни русских артистов и композиторов" П. С. М-ва.

М. П.

Воскресный отдых

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воскресный Собеседник

— бесплатное приложение к журналу "Воскресный День"; выходит с 1893 г. ежемесячно; содержит в себе внебогослужебные систематические беседы.

Воскрилия

или так называемые цицифы — одна из отличительных особенностей древнееврейского национального костюма. Они первоначально представляли собою обычную оторочку по краям одежды с целью предохранить ее от преждевременного изнашивания, и в этом смысле В. были обычными явлениями на всем Востоке — в Ассиро-Вавилонии и Египте. Но с течением времени В. принимают у евреев ритуальный характер. По описанию книги Чисел, В. представляли собой кисти с примесью к ним голубой шерсти, и эти кисти должны были напоминать каждому правоверному еврею о "заповедях Господних" (Числа, XV, 38, 39). Отсюда цицифы или просто "края одежды" сделались священными в глазах евреев, и многие, например, во время земной жизни Иисуса Христа старались прикоснуться к краю его одежды, чтобы получить исцеление (Матф., IX, 20 или Луки, VIII, 44). В. главным образом носились на верхней одежде, представлявшей собой простой четырехугольный плащ, но иногда и на талифе или синдоне, обычной одежде, в которой совершались религиозные упражнения, молитвы, омовения и проч.

А. Л.

Вослебы

— село Скопинского уезда Рязанской губернии, при речке Вослебе, впадающей в реку Верду, в 3 верстах от города Скопина. Дворов 363, жителей 3324; школа, 13 различных промышленных и торговых заведений; развито плетение кружев. Упоминается уже в Ряжских писцовых книгах 1629—1631 гг., где оно значится в вотчине за боярином Иваном Никитичем Романовым.

А. Сел.

Восмаар

(Карель Vosmaer) — голландский поэт и критик искусства (1826—1888). Он пользовался среди своих соотечественников почетной известностью за беллетристические, исторические и критические статьи, появлявшиеся преимущественно в гаагском журнале "Neederlandsche Spectator", за прекрасные оригинальные и переводные стихотворения, между прочим, за весьма точный перевод "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, и за исследования в области истории искусства. В особенности замечателен его трактат о жизни и произведениях Рембрандта (изд. в Гааге, в 1869 г.), составивший драгоценный вклад не только в голландскую, но и вообще в европейскую литературу. В этом труде В. исправил многие неточные сведения, повторявшиеся у предшествовавших ему биографов великого живописца, открыл и установил новые факты, относящиеся до его жизни и деятельности, и представил подробный хронологический перечень всех известных его произведений.

А. С—в.

Воспаление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воспаление копыт у животных

— см. Ревматическое и Повальное воспаление копыт.

Воспаление легких у рогатого скота

— см. Повальная плевропневмония рогатого скота.

Воспаление лимфатических сосудов и желез у животных

— см. Лихой и Повальное воспаление лимфатических сосудов и желез.

Воспаление суставов

— см. Суставолом.

Предыдущая страница Следующая страница