Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "В" (часть 41, Вин - Вир)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "В" (часть 41, Вин - Вир)

Предыдущая страница Следующая страница

Винье Николай

(Vignier) — французский историк и врач, родился в 1530 г. Сначала изучал юриспруденцию, но потом сделался врачом. Обратившись в протестантизм, В. вынужден был бежать в Германию, но двадцать лет спустя опять принял прежнюю веру и вернулся в Париж. Король Генрих III назначил его придворным доктором, затем историографом и государственным советником. Умер в 1596 г., оставив множество сочинений, из которых важнейшие: "Rerum burgundionum chronicon" (Базель, 1575); "Sommaire de l'histoire des fran ç ais" (Париж, 1579); "Trait é de l'origine, état et demeure des anciens français" (Tpya, 1582); "Noblesse, ancienneté, remarques et mérites d'honneur de la troisième maison de F rance" (Париж, 1587); "Fastes des anciens hebreux, grecs et romains" (1588); "Biblioth è que historiale" (1588); "Vraie histoire de l'Eglise" (Лейден, 1601) и "Trait é de l'ancien é tat de la petite Bretagne et du droit de la couronne de France sur Icelle" (Париж, 1619). Сын его, Иоанн В., остался в Германии и прославился как лучший протестантский богослов своего времени.

Виньетта, или виньетка

— термин, введенный впервые в употребление типографщиком Иоганном Фильднером в 1476 году; означает прежде всего украшение из виноградных ветвей и листьев, а затем всякую книжную иллюстрацию, состоящую из лиственного орнамента или изображающую что-либо другое и помещаемую в виде инициала или заставки в начале и конце статьи.

А. С-в.

Виньи Альфред

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виньо

(des Joanots du Vignau) — французский дипломат при короле Людовике XIV. В 1678 г. он был назначен секретарем посольства в Турцию, девять лет прожил в Константинополе, а по возвращении в Париж получил место секретаря-переводчика королевских эскадр в Средиземном море. Владея турецким языком, В. написал "Secr é taire turc" (1681) и "Etat pr ésent de la puissance Ottomane" (1687).

Виньола

— прозвище итальянского архитектора и писателя по части искусства Джакомо Бароццио (1507-1573). В. занимался вначале живописью, но безуспешно, а потому обратился к архитектуре. Изучив ее в Риме, он провел два года во Франции и по возвращении в Италию произвел несколько значительных построек в Болонье, Пиаченце и Риме. По поручению Римской академии сделал измерения и срисовал наиболее важные памятники древней архитектуры, а потом занимал пост главного папского архитектора при Юлии III. Замечательнейшие из его сооружений — великолепный замок Капрарола близ Витербо и церковь дель-Джезу в Риме, заложенная с 156 8 г. и оконченная уже после смерти этого художника другим архитектором, Джакомо делла Порта. В качестве строителя Петровского собора после Микеланджело, В. возвел два меньших купола над этим храмом. Из его литературных трудов (полное их собрание начато в 1 8 15 г. Дебре и Леба, но осталось неоконченным) особенно интересны "Правила пяти архитектурных орденов" ("Regole delle cinque ordini d'architettura"), служившие более двух веков непогрешимым кодексом архитектурных стилей, до тех пор, пока ближайшее изучение памятников древнегреческого зодчества, начавшееся в XVIII столетии, не выказало ошибочности многих из положений этого кодекса.

А. С-в.

Виньоль Мартин

(граф Vignolle) — французский генерал, род. в 1763 г. Отличившись в кампании 1796 г., он был назначен военным министром Цизальпинской республики. В 1800 г. В. организовал резервную армию в Дижоне, в 1809 г. потерял глаз под Ваграмом, долго был начальником штаба при вице-короле Евгении Богарнэ в Италии. Во время Реставрации был членом палаты депутатов. Ум. в 1824 г . Он написал: "Pr écis historique des opérations militaires de l'armé e d'Italie en 1813 et 1814" (Париж, 1817).

Виньон Клод

(Vignon; настоящее имя No é mi Cadiot, по первому мужу Constant) — французская писательница (1833—88). Более известные ее произведения: "Minuit, r écits de la vie réelle", "Victoire Normand", "Les complices", "Un drame en province", "un naufrage parisien", "Château-Gaillard", "Elisabeth Verdier".

Винэ Александр-Родольф

(Vinet) — peформатский богослов и историк литературы, род. 1797 г. в Уши, в швейцарском кантоне Ваадте; был профессором в Базельском университете и Лозаннской академии. Состоя сотрудником журналов "Nouvelliste vaudois" (с 1824) и "Semeur" (1831), В. явился горячим защитником свободной и независимой от светской власти церкви. В 1845 г., когда новое, организованное после восстания 14-15 февр. правительство отрешило от должности 184 пасторов, В. явился одним из главных вождей движения, поведшего к основанию т. наз. независимой церкви (Eglise libre évangé lique), и одним из самых красноречивых и убежденных ее проповедников. Главные его богословские сочин.: "M émoire en faveur de la liberté des cultes" (1826), "Sur la sé paration de l'Eglise de l'Etat" (1842); "Discours sur quelques sujets religieux" (1831); "Nouveaux discours etc." (4 изд. 1880); "Etudes évangeliq ues" (2 изд. 1861) и "Nouvelles é tudes" (1862). В. пользуется также почетной известностью как историк франц. литературы. Его этюд о Паскале, который был любимым автором В. ("Etudes sur Blaise Pascal", 1848; 3 изд. 1876), по отзыву Сент-Бева, принадлежит к числу наиболее глубоких и искренних книг, написанных о знаменитом философе. Своими двумя крупными трудами: "Histoire de la litt érature franç aise au XVIII s." (1853; 2 изд. 1876) и "Etudes sur la litt érature française au XIX siè cle" (1842-37) В. занял видное место среди историков французской литературы. Кроме того, им изданы еще: "Moralistes d. XVI и XVII si ècles" (1859), "Poètes du siè cle de Louis XIV" (1862) и "M é langes" (1864). Ср. Rambert, "A. V. Histoire de sa vie et de ses oeuvres" (3 изд. 1880); им же издана переписка В. (1881); Sainte-Beuve, "Derniers portraits" (1852); Asti é, "Esprit d. A. V." (1861); Chavanne, "A. V." (1883); Cramer, "A.V." (1883). В. † в 1847 г.

Вио Жульен

(Viaud) — французский романист — см. Лоти, Пьер.

Виоа

(Vioa или Клиопа, Cliopa — название более употребительное) — сверлящие губки. Принадлежащие сюда формы характеризуются способностью просверливать в камнях, раковинах, кораллах и т. п. разветвленные ходы, которые и служат им защитой. Одни из губок этой группы совершенно скрыты в выточенных ими ходах и наружу выдаются только возвышения, несущие вводные отверстия (oscula — см. Губки); другие формы более выдаются наружу. Скелет губок этого семейства (подразделяемого некоторыми исследователями на несколько родов) состоит из кремневых игл, частью крупных булавообразных, частью разнообразных мелких. Прежде принимали, что пробуравливание ходов производится именно иглами; новейшие исследования Насонова показали, что выросты тела губки внедряются постепенно в раковину и отделяют от нее довольно крупные частички; процесс этот, видимо, химический, механическое действие скелета тут ни при чем. Истачивая камни, губки эти могут приносить иногда вред человеку; так, по свидетельству Чернявского, у нас близ Сухума известковые камни молов и пристаней сильно страдают от одной из сверлящих губок (также и от буравящих животных). У нас представители этого семейства водятся в Черном и Белом море.

Н. Кн.

Виола

(Viola) — название целой группы старинных струнных смычковых инструментов, из которых многие вышли из употребления, как-то: viola bastarda, viola di bardone, viola di gamba, viola pomposa (последние два вида вытеснены виолончелью). В настоящее время осталась в употреблении viola, или так называемая viola alta или viola di braccio (по-немецки Bratsche, по-русски альт). Этот инструмент применяется в оркестре; по величине он более скрипки и менее виолончели; 4 струны строятся квинтою ниже скрипки: do, sol (в малой октаве), ré, la (в первой октаве). Объем оркестрового альта заключает в себе три октавы с большой секундой. Партия его пишется в альтовом ключе. Звучность альта — туманная, меланхолическая. Не вполне вышла из употребления и viola d'amour. Размеры ее немного больше альта; она имеет от шести до семи струн, под которыми такое же количество металлических струн, настроенных в унисон или октаву с верхними.

Н. С.

Виолаит

— разность минерала авгита, отличающаяся сильным плеохроизмом и названная так в 1901 г. проф. Е. С. Федоровым в честь итальянского минералога проф. Виола. Встречается в так наз. "кедабеките" Кедабекского медного рудника на Кавказе.

Виоламин

— см. Фиолетовые краски.

Виолан

— минерал, представляющий собой по составу диопсид, содержащий 5 % Na 2 O и 3 % МnО. Цвет фиолетовый. Кристаллы редки, чаще плотные и неясно шестоватые агрегаты. Встречается в St.-Marcel в Пьемонте.

Виоланилин

— см. Индулин.

Виолеин

— см. Мовеин, фиолет Перкина.

Виолле-ле-Дюк

(Эжен-Эммануэль Viollet le Duc, 1814-1879) — французский зодчий, ученик А. Леклерка, изучавший впоследствии замечательные архитектурные памятники в Италии и Франции и сделавшийся благодаря природному таланту, чтению и наблюдению глубоким знатоком истории искусства. В 1840 г. ему поручено было вместе с Ж.-Б. Лассю заведование работами по реставрации "Святой Капеллы" в Париже. По окончании этого великолепно исполненного предприятия В.-ле-Д. занимался реставрированием многих других старинных храмов и светских зданий, преимущественно готического стиля, по части которого снискал себе вполне заслуженную известность лучшего знатока не только во Франции, но и в целой Европе. Главные строительные труды его — поправки и достройки в ц. Парижской Богородицы (произведенные опять-таки в сотрудничестве с Лассю), в аббатстве С.-Дени, Амьенском и Лаонском соборах и в Пьерфонском замке. — Не довольствуясь такими работами, он много трудился для пользы искусства на литературном поприще. Им изданы, между прочим, превосходный "Словарь французской архитектуры XI-XVI вв." (в 10 т., 1854-1868), "Опыт обзора средневекового военного зодчества" (1854), "Словарь франц. утвари с времен Карловингов и до эпохи Возрождения" (в 6 т., 1854-1874), "Беседы об архитектуре" (в 2 т., 1858-1868), "Американские города и развалины" (1862-1863), "Живопись Святой Капеллы, в Париже" (1869), "Жилища новейшего времени" ( 1874-1875), "История человеческого жилища" (1875) и "Русское искусство, его источники, составные элементы, высшее развитие и будущность" (1877; с фр. перев. И. Султанов, М., 1879). Последнее сочинение, составленное при помощи материалов, сообщенных автору В. И. Бутовским, не может считаться вполне исчерпывающим предмет и верным во всех отношениях; но оно весьма ценно даже для русских читателей по некоторым заключающимся в нем остроумным соображениям и глубоким взглядам. На русском языке имеется еще его "История рисовальщика" (СПб., 1 882).

А. С-в.

Виолль

(J. Violle) — профессор физики Парижской высшей нормальной школы. Первая экспериментальная работа его напечатана в 1870 г. в "An. de chimie et de phys." об определении механического эквивалента тепла. Последующие работы Виолля относятся к актинометрии (температура солнца, солнечная постоянная), фотометрии (абсолютная единица силы света) и акустике (скорость звука в водопроводах Гренобля). В 1881 году на международном конгрессе электриков В. предложил за абсолютную единицу силы света принять то количество света, которое лучеиспускает по нормали 1 кв. см расплавленной платины в момент ее отвердевания (при 1775е). По опытам В. 1 карсель = 0,481 (абсолют. единиц.). В 1889 г. на конгрессе в Париже 1/10 этой единицы в виде так называемой десятичной свечи принята за практическую единицу силы света.

H. E.

Виолль Жюль

(Jules Viоllе) — проф. физики в Conservatoire des arts et m é tiers, проф. Политехнической школы и член Французского института. Род. в 1841 г. Экспериментальные его исследования относятся к скорости звука, температуре солнца (пиргелиометр Виолля), теплоемкости тел и индукционным токам. Им предпринято с 1883 г. издание очень обширного курса физики. До сих пор вышли только отделы молекулярной физики, акустики и геометрической оптики.

Виолончелист

— ежемесячный музыкальный журнал для виолончели, издававшийся в СПб. в 1898—1904 гг. Изд.-ред. Я. С. Розенталь.

Виолончель

(Violoncello, сокращенно Cello) — инструмент, средний между альтом и контрабасом; имеет увеличенную форму альта. Он заменил старинный инструмент viola di Gamba (см. это слово). Строй такой же, как и у альта (см. Виола), но только октавой ниже. Звуковой объем его очень большой, в три с половиною октавы. Партия пишется в ключе fa, a для высоких нот — в теноровом ключе и в ключе sol. Виолончель — один из самых благодарных инструментов как в соло, так и в оркестре. Это инструмент мелодичный; после скрипки он самый богатый по средствам среди группы струнных смычковых инструментов.

Н. С.

Виолуровая кислота

— см. Уреиды.

Вион

- см. Бион.

Вионвилль

(Vionville) — селение в Эльзас-Лотарингии, в 19 км к З. от Меца, известное сражением 16 августа 1870 г. (называется также сражением у Марс-ля-Тура), которым армия принца Фридриха-Карла отрезала Базену отступление от Меца на Верден.

Виотарх

— см. Беотарх.

Виотия

— см. Беотия.

Виотти Жан-Батист

(Jean-Baptiste Viotti) — глава школы старинных скрипачей, родившийся в 1753 году. Уже с восьми лет В. обнаружил большое влечение к игре на скрипке; был скрипачом Туринской придворной капеллы, потом путешествовал по Германии, Англии, Польше, России и Франции. Везде его талант возбуждал энтузиазм. Позже В. был директором итальянской оперы в Париже. Умер в 1824 г. Из его сочинений известны: 29 скрипичных концертов, концерты для двух скрипок, струнные квартеты, дуэты для двух скрипок. Между учениками В. особенно прославился Роде.

Н. С.

Випон

(Wipo) — латинский историк XI века, капеллан Конрада II, жизнь которого он описал; из многочисленных его стихотворений известны Tetralogus, на восшествие на престол Генриха III, и Proverbia, составленные для Генриха III. Неизвестно, исполнил ли он свое намерение написать историю этого императора. Сохранившиеся сочинения В. изданы в "Monumenta Germaniae historica", т. XI; "Gesta Chuonradi" — в "Scriptores rerum Germanicarum" (2 изд., Ганнов., 1878).

Виппергрошены

или киппергрошены. — Так названы были появившиеся в громадном количестве во время тридцатилетней войны (1618-1648) гроши, частью фальшивые, а частью обрезанные. Это последнее обстоятельство и послужило к их названию, так как немецкое Wipper или Kipper означает обрезчик монеты.

П. Ф. В.

Виппет

— особая порода собак, выводимая в Англии специально для скачек. См. Садки.

Виппль Эдвин-Перси

(Wipple) — америк. писатель и критик, род. в 1819 г. в штате Массачусетс, сотрудничал сначала в различных мелких газетах; мастерски написанный критический разбор исторических соч. Маколея обратил на себя внимание литературного мира. Пользуясь произведенным впечатлением, В. прочел целый ряд публичных лекций, развивая ту мысль, что, изучая внимательно жизнь людей пера, можно отлично понять дух и характер их произведений. Статьи В. рассеяны по газетам и журналам; особенно много их в "North American Review". Это преимущественно критические и биографические очерки лучших писателей современных в Америке и в Англии. Часть этих очерков издана под заглав. "Essays and Reviews" в шестидесятых годах.

Випрехт

фон Гроич (Wiprecht, von Groitzsch), род. около 1050 г., внук померанского вождя славян Вульфа; принял христианство, поступил на службу к чешскому герцогу Вратиславу, сражался вместе с Генрихом IV против саксонцев, при Генрихе V перешел на сторону враждебной ему партии, избавился от смертной казни бегством в свой замок Гроитцш; в 1115 г. был прощен и получил обратно свои владения. Под конец жизни сделался монахом в основанном им монастыре Пегау, где и умер в 1124 г. Ср. Flathe, "Wiprecht von Groitzsch" (в "Archiv der s ä chs. Geschichte" Вебера, III т.).

Вир Иоганн

также Вейер, Wier — прославился как мужественный боец против средневековых преследований колдовства. Род. в 1515 г. в Брабанте, изучал медицину в Орлеане. С 1550 г. В. стал придворным врачом Вильгельма IV, герцога Юлихского, Клевского и Бергского. Пользуясь покровительством просвещенного герцога, В. первый поднял голос в защиту несчастных, подвергавшихся жестокой пытке и казни "за сношения с дьяволом", разъясняя всю бессмысленность обвинения в колдовстве и доказывая, что собственные признания преступников исторгаются лишь муками пытки или являются результатом умопомешательства. К сочинению своему "De praestigiis daemonium et incantationibus ас veneficiis" (Базель, 1563), выдержавшему при жизни автора шесть изданий, В. приложил открытое послание к императору и всем князьям, в котором горячо восставал против судилищ, ведавших дела по обвинению в чародействе, и против всей системы доказательств, приводимых в подтверждение подобных обвинений. Главным противником гуманных стремлений В. был француз Жан Бодэн, который, придерживаясь самых либеральных убеждений в делах церкви и государства, с непонятным ожесточением требовал пыток и костров для заподозренных в сношениях с нечистой силой. В. † в 1588 г. Взгляды его получили распространение лишь позднее, причем главными и непосредственными продолжателями пропаганды В. были Шнее и Томазий. Вторичное издание сочинений В. появилось в Амстердаме в 1660 г.

Вир Св.

— мученик, пострадал в IV в. Память празднуется — 30-го декабря.

Вира

— та часть платы за убийство, которая шла в пользу князя. Термин этот известен только древнерусскому языку; у др. славян соответствующее понятие передавалось словом вражьда. Происхождение его крайне спорно, одни (Татищев, Томсон) считают его финским словом. И. И. Срезневский, указывая на то, что слово это часто пишется через ять, ссылается на хорватское vira (вольная оценка) и отстаивает славянское происхождение этого слова. Куник сближает его с литовским vyras (муж), Погодин и Миклошич видят в нем искажение немецкого Wergeid. По своему характеру В. подходит под понятие герм. freda — денежной пени за нарушение "королевского мира", шедшей в пользу общественной власти; для пени в смысле герм. Wergeid у нас был другой термин — гловничество (головщина), которое представляло собою частное вознаграждение. В "Русской Правде" В. называлась пеня, которая взималась в пользу князя за убийство свободного человека, также за отсечение ноги, руки, носа и за выбитие глаза; денежные штрафы, которыми облагались в пользу князя все остальные преступления, назывались продажами. Нормальный размер В. определен в 40 гривен, но он удваивается за убийство высших членов княжеской дружины, мужей княжеских, к которым приравниваются тиуны княжеские, именно огнищный и конюший, но не сельский; низшая же дружина (отроки) не выделена из общей массы населения. За увечье полагается полувирье. Не взыскивается В. за голову человека неведомого, т. е. когда нет частного истца. В. в пользу князя взималась уже при Владимире Святом. Летописец называет обычай этот "устроением дедним и отчим". Княжеские В., следовательно, были известны еще до Владимира. Система денежных пеней проходит у нас через весь домосковский период; отголоски ее попадаются и позже. Слово вира встречается еще в уставной грамоте крестьянам Борисоглебской слободы 1584 года ("Акты археографической экспедиции", том I, с. 324); но в памятниках XIV-XV в. терминология "Русской Правды" не выдержана: плата князю называется то вирой, то продажей, частное вознаграждение — виной; последний термин употребляется и для обозначения доходов представителя власти. Так называемая дикая В., на основании "Русской Правды", уплачивалась вервью (см. это сл.) с рассрочкой в двух случаях: а) когда преступник не отыскан (предполагается нежелание верви его выдать) и b) когда преступник, находящийся налицо, совершил неумышленное убийство, на пиру, в ссоре. В последнем случае вервь помогает ему платить виру (но не головничество, которое уплачивает один убийца). В эту дикую виру можно вложиться и не вложиться, т. е. участвовать в платеже ее и не участвовать; но последствием отказа от участия является прекращение по отношению к отказавшемуся обязанности верви помогать ему в платеже В. По памятникам XIV-XVI веков, в случае неизвестности преступника В. обязана платить та волость, в которой совершено убийство. Под поклепной вирой "Русская Правда" разумеет обвинение в смертоубийстве человека, не схваченного на месте преступления. Процесс, начинающийся поклепом, имеет характер состязания сторон перед судьей. Обвинение должно быть доказано или отвергнуто при содействии послухов-сопричастников, а за отсутствием их — путем состязаний другого рода (присяги, ордалий). Ср. Н. Иванишев, "О плате за убийство в древнем русском и др. славянских законодательствах в сравнении с германскою вирою" (Киев, 1840; также в его "Сочинениях", К., 1876); М. Диев, "О В. у Россиян Х и XI веков" ("Русский истор. сборник", I кн. 2); Ведров, "О денежных пенях по Русской Правде" (1887).

А. Я.

Вирабхадра

(Vîrabhadra: vî ra = муж, герой; bhadr á = прекрасный, хороший), почтенный герой — одно из позднейших индийских божеств, сопутствующих Шиве (Civa, см. это сл.). В. является олицетворением воинственной ярости; культ его особенно распространен в Декане; иногда В. считается даже одним из воплощений Шивы (см. Barth, "Les Religions de l'Inde", стр. 98). Другие позднейшие формы его имени — Вирабадра, Вирапатрин. По некоторым преданиям, В. — сын Шивы, родившийся из локона этого последнего. Шива, услыхав о смерти жены своей Сати (Sat î), причиненной проклятием ее отца Дакши (Daksha), в порыве бешенства отрезал у себя локон и бросил на землю. Из него сейчас же родился В., напал на Дакшу и отрубил ему голову, которая упала в жертвенный огонь и сгорела. Впоследствии боги возвратили Дакше жизнь, но его голову пришлось заменить козлиной. Поэтому одним из аксессуаров В., обыкновенно шестирукого и вооруженного различными орудиями истребления, является козлиная голова. Ср. Coleman, "The Mythology of the Hindus" (Лонд., 1832), а также Muir, "Original Sanskrit Texts" (2 изд., Лонд., 1873).

С. Булич.

Вираг Бенедикт

(Virá g) — венгерский священник и поэт, прозванный "Мадьярским Горацием", родился в 1752 г., был монахом и законоучителем, потом отдался всецело литературе; забытый всеми, умер среди полной нищеты в 1830 году. Серьезно изучив классическую литературу, В. сознательно подражал Горацию и сделался лучшим поэтом Венгрии по изяществу, образности и естественности. Кроме большого числа лирических стихотворений, изданных при жизни его два раза (1799 и 1823), В. написал немало патриотических од, разошедшихся летучими листками по всей стране, особенно в 1790 и 1791 гг., и много способствовавших подъему народного духа мадьяр. Позднейшие его стихотворения печатались под заголовками: "Песни" (1811), "Талия" (1813), "Эвридика" (1814), "Мадьярская лира" (1825). Хорошо знакомый с историею родины, он написал трагедию в стихах "Ладислав Гуниади" (1817) и дельную историческую монографию "Мадьярские века" (1-ый том 1808, 2-ой том 1816). В. мастерски перевел почти всего Горация, басни Федра (1819), Цицерона о Лелии (1802) и Катоне (1803). Оценка деятельности даровитого В. была сделана только после его смерти.

Вирадж

(властвующий, лучезарный: Vir â j — корень r â j — властвовать, сиять; ср. лат. rex, regis — царь + префикс vi) — имя одной из эманаций верховного божества Брахмы или Атмана. В этом образе, равно как и в родственных ему, выразились пантеистические стремления индусского религиозного миросозерцания переходного времени между ведийским периодом и эпохой индийских средних веков (от 600 г. до Р. Х. до XVI в. по Р. Х.). В Упанишадах (см. это сл.) В. представляется вышедшим из мирового яйца Вишеша (Vi ç esha); он есть третья и низшая из последовательных эманаций верховного божества (первая эманация — Ишвара — I ç vara — владыка, князь; Демиург, или творец вселенной, душа ее, всеведущая, награждающая и т. д.; вторая — Гираньягарбха — Hiranyagarbha, т. е. золотой зародыш, эмбрион, есть гений спящих ощущений и идей; другие имена ее Прана, Pr â na — дыхание жизни, и Сутратман, S ûtrâ tman — душа учения. См. Gough, "The philosophy of the Upanishads", Лонд., 1882). Тело В. — мировое яйцо, внешняя оболочка видимого мира, или совокупность видимых и тленных тел, принадлежавших переселяющимся душам. В. отождествляется также с целостностью бодрствующего сознания, с совокупностью всех душ в бодрствующем состоянии и т. д. Айтарея Упанишад (Aitareya Upan.) говорит так: "этот именно Атман (= сам, я, дух) проявляется в виде духа в его самом первом воплощении, внутри внешней оболочки вещей, как Вирадж или Праджапати" (Praj â pati). Ср. также Barth, "Les Religions de l'Inde" (Париж, 1879). В. является также сыном Пуруша (Purusha — человек), одного из проявлений Брахмы, верховного божества, или, обратно, его отцом (см. Ригведа, кн. X, гимн 90, 5). Позже В. изображается в виде чудовищного существа, состоящего из двух разнополых половин, мужской и женской, сообразно с легендой, по которой Брахма разделил себя на две таких половины и создал из них В. (см. Coleman, "The mythology of the Hindus", Лондон. 1832).

С. Булич.

Вираж

вирирование — см. Позитив фотографический.

Вирама

(Virâ ma = прекращение, остановка, конец, пауза: корень ram = останавливать) — этим термином в индийской грамматике называется особый значок в виде косой черты под согласными буквами (|), указывающий, что выговаривать следует один только согласный звук без гласного а. Без этого же знака всякая согласная буква означает слог из соответствующего согласного + гласный а. Термин этот вошел в употребление у европейских санскритистов.

С. Б—ч.

Вирбалишки

— деревня Ковенской губернии, Вилькомирского уезда. В. и вся В. волость замечательны множеством остатков старинных кладбищ (Милидкину-капи), расположенных вдоль р. Лавены. В них находят человеческие кости огромной величины, разные старинные предметы, ядра и пр. В одном из курганов была найдена похожая на духовой инструмент труба. В народе сохранились предания о пребывании здесь шведов.

Вирбиус

(Virbius) — имя древнеиталийского местного божества, которому был воздвигнут алтарь в Арицийской роще, близ озера Неми.

Вирвучка

или Вюрцау — р. Курляндской губ., Добленского уезда, левый приток р. Аа. Начало берет В. западнее м. Пошвитынь, около м. Янишки в Ковенской губ., и принимает название Вюрцау лишь в пределах Курляндской губ. Приток Авурувис (в Курл. Audraus). В Ковенской губ. глубина и ширина В. незначительны; берега низменны, местами болотисты: в низовьях р. значительно расширяется. Длина 50 верст.

Виргатовые слои

— слои, относящиеся к верхнему отделу юрской системы и эквивалентные портландскому ярусу. Известны в центральной России, где вместе с катенулятовыми слоями входят в состав так назыв. "волжской формации" (см.) и в Петроковской губ., где состоят из известняков и подчиненных им глин. Названы так по характерному для них аммониту Perisphinctes virgatas.

Виргатовые слои

— В серии юрских образований окрестностей Москвы издавна привлекали внимание геологов черные глины, лежащие на верхнеоксфордских глинах с Ammonites (Cardioceras) alternans и прикрытые зелеными песками с Aucella Mosquensis и Ammonites (Oxynoticeras) catenulatum. Самой характерной окаменелостью этих глин является типичный аммонит Perisphinctes (Olcostephanus) virgatus. Еще со времен Мурчисона и затем Рулье эти глины, обыкновенно называемые "виргатовыми" по упомянутой типичной для них форме, в особенности же когда после важной работы Неймайра позднейшими более подробными исследованиями было показано значительное распространение виргатовых слоев во всей среднерусской юре и на Севере (в Печорском крае), не раз подавали и до сих пор подают повод к оживленным спорам и разногласиям между русскими геологами. Своеобразная фауна этих слоев налагает на них особый отпечаток и затрудняет точную параллелизацию с западноевропейскими отложениями, возраст которых точно установлен; не достаточно для этого вопроса и стратиграфических данных. Мнение Эйхвальда, упорно доказывавшего неокомский возраст виргатовых слоев, встретило отпор в Траутшольде, который параллелизировал их с верхнеюрскими, преимущественно киммериджскими. Исследования Никитина привели его к признанию невозможности точной параллелизации виргатовых слоев с западноевропейскими отложениями и к выделению их вместе с вышележащими катепулятовыми слоями в особый "волжский ярус", аналогичный титонскому ярусу. В начале 80-х годов открытие Михальским виргатовых слоев в Польше снова выдвинуло эйхвальдовское мнение о неокомском возрасте виргатовых слоев, которые после работы Никитина под названием "нижневолжских" относились большинством русских геологов к юрской системе. В самое последнее время Михальский дал палеонтологическую монографию фауны виргатовых слоев, доказывающую близость ее к неокомским фаунам, а следовательно, и принадлежность к неокомскому ярусу меловой системы. Тем не менее, разногласия геологов по этому вопросу еще не улажены: Михальский горячо доказывает неокомский возраст виргатовых слоев, Никитин поддерживает свое мнение о промежуточном характере этих слоев, а Павлов старается доказать принадлежность их к портландскому ярусу юрской системы. Вопрос о виргатовых слоях является одним из интересных вопросов геологии России и очерчен здесь лишь в самых общих чертах; но он имеет большую литературу, и интересующийся им читатель найдет подробности в работах названных ученых. См. Волжский ярус и Юрскую систему.

Ф. Л.

Виргилий, Вергилий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виргиналь

(Virginale) — струнный клавишный инструмент, по форме напоминающий небольшое фортепиано. В нем было 40 струн, которые звучали не от удара молоточков, как в новейшем фортепиано, а вследствие прикосновения очиненных перьев. Этот инструмент был в употреблении в XVI стол. и получил свое название в Англии. В. очень схож по форме с современным ему клавесином, но, судя по рисункам, отличается тем, что вследствие расположения струн в клавесине клавиши для правой руки извлекали низкие звуки, а для левой — высокие, между тем как в В. расположение струн было обратное, т. е. на нем играли так, как в настоящее время играют на фортепиано. Фетис в "Histoire g éné rale de la musique" высказывает сомнение касательно этого различия, предполагая, что рисунки клавесина и виргиналя, помещенные в старинных сочинениях Вирдунга, Агриколы и Отмара Люстциниуса, неточны. В В. на каждую клавишу приходилось по одной струне. Звук был сухой и отрывистый.

Н. С.

Виргиний Аулюс

(Aulus Virginius) — римский патриций, избран в 494 году консулом; успешно сражался с союзом вольсков. В следующем году был назначен депутатом от сената для переговоров с плебеями, удалившимся на Священную гору из Рима, и дал согласие на учреждение должности народных трибунов.

Виргиний Луций

(Lucius Virginius) — герой римской легенды такого содержания: децемвиру Аппию Клавдию понравилась Виргиния, дочь центуриона из плебеев В. и невеста бывшего трибуна Луция-Ицилия. Когда его старания овладеть плебейкою не удались, он подговорил своего клиента Марка Клавдия объявить публично, что Виргиния его раба, и требовать ее к себе через децемвира. В судебном заседании Ап. Клавдий решил, что Марк Клавдий может взять девушку к себе; приведенный в отчаяние жених дал знать В. о происходящем. Тот прибежал в залу суда и зарезал дочь, спасая ее от позора, при чем воскликнул: "Аппий, этою кровью невинной я передаю тебя в жертву подземным богам!". Народ заволновался; под влиянием страстных речей В. и Ицилия произошло восстание, и децемвиры были свергнуты. Ап. Клавдий окончил жизнь самоубийством в темнице. Эта легенда послужила сюжетом многих драматических произведений (одно из них принадлежит Алфиери, 1788 г.); ею же внушена развязка "Эмилии Галотти" Лессинга.

Виргиний Луций Руфус

(Lucius Virginius Rufus) — римский патриций, родился в 14 г. по Р. Х.; назначенный правителем Верхней Германии в 68 г., остался верен императору Нерону и выступил против Виндекса (см.). Личными переговорами Виндекс привлек В. на сторону Гальбы, но войска вступили в бой под Везонцио (Безансон) без ведома начальников, и легионы Виндекса были разбиты. Два раза затем Виндексу предлагали императорский сан, но он отказывался, уступая Гальбе и Вителлию. † 97 л. Историк Тацит, преемник его по консульству, произнес на его могиле похвальное слово.

Виргиния

(Virginia) — дочь плебея Виргиния (см. это имя).

Виргиния Аула

(Aula-Virginia) — патрицианка, вышедшая замуж за консула из плебеев Луция-Вольтумния; когда она явилась по обыкновению принести жертву на алтаре Pudicitia patricia (патрицианского целомудрия), прежние ее подруги не дозволили ей этого как плебейке. Оскорбленная В. удалилась, но на второй год консульства своего мужа, в 296 г., устроила на свой счет алтарь Pudicitia plebeia, не менее роскошный.

Виргиния Восточная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виргиния Западная

(West V irginia) — один из центральных штатов Северной Америки. Образовался в 1863 году из отложившейся части штата Виргинии, население которой не сочувствовало сепаратистским идеям Юга и примкнуло к Союзу. До этого периода история ее общая с Виргинией Восточной. Лежит между 37° 5' и 40° 37' сев. широты и 77° 40' — 82° 35' зап. долготы (Гринвич). Граничит: с С. Пенсильванией и Мерилендом, с Ю.В. — Виргинией и Кентукки, с С.З. — Огайо. Пространство 64178 кв. км. Поверхность гористая, так как здесь проходят Аппалачские хребты, весьма плодородные; на вершинах их, называемых glades, часто встречаются естественные луга, но много и скал. Реки по большей части судоходны от природы, другие сделаны таковыми искусственно. Наибольшие реки: Охайо, Санди, Большая и Малая Конауа, Гринбрайар, Эльк и др. Более 2/3 пространства штата каменноугольной формации, и хотя остальная часть силурийской или девонской формации, но и тут попадаются отдельные залежи каменноугольных пластов, дающие наилучшего качества смолистый уголь; в округе Гемпшир и Морган попадается антрацит. Другие горные богатства штата: нефть, богатый углеводородом грахамит, соль, большие залежи железной руды, известняк, каолин, огнеупорная глина, песок для выделки стекла, медная руда, свинец, цинк, никель, мрамор, брекчия (конгломерат), квасцы, колчеданы, селитра и сланец; много целебных минеральных ключей. Большая часть Западной Виргинии покрыта густыми лесами дорогих пород: красное, ореховое и каштановое дерево, дуб, ясень, тополь, локустовое, или рожковое, дерево и др. В большем количестве добывается дубильная кора, древесный уголь и сумах (кожев. дерево), а также лекарственные растения, между ними дорогой жинзенг (стосил — китайское дерево). Почва в высшей степени благоприятна для земледелия и скотоводства, юго-восточные долины изобилуют синей травой (blue grass), которая дает превосходный корм для скота. Шерсть — главный предмет вывоза; из земледельческих произведений: пшеница, кукуруза, табак и фрукты. Климат благоприятствует разведению виноградников и шелководству. Мануфактурное производство сильно развивается благодаря изобилию каменного угля. Имеются железо— и чугуноплавильные, стеклянные и кожевенные заводы; бочарные, вагонные и шерстяных изделий фабрики, лесопильни и солеварни. Штат перерезан тремя железнодорожными линиями. Западная Виргиния делится на 64 округа, или графства. Гл. гор. штата — Чарльстон на р. Канауа, но самый значительный торговый и фабричный город — Вилинг (см. это слово). Из учебных заведений в штате имеются: нормальная школа с отделениями в нескольких городах, 3 коллегии, несколько католических школ и 1 университет в гор. Моргантоуне (содерж. на средства штата). Народные школы не пользуются такою популярностью, как в других штатах. Число жителей в штате 762794 человек об. пола (1890), из них негров — 33508 человек.

К. Г.

Виргиния-сити

(Virginie-City) — город округа Стори и коммерческая метрополия североамериканского штата Невады, в 350 км от гор. Сан-Франциско, между скалистых вершин и оврагов восточного склона горы Давидсон, возвышающейся на 1622 ф. над городом и на 7827 фут. над уровнем моря. Город соединен с Центральной железной дорогой Тихого океана. Дома часто построены так, что, имея с фронта один этаж, позади имеют 3 и даже 4 этажа — такова неровность поверхности. Город имеет 4 церкви, 5 народных школ, одну высшую и две средних школы, 2 театра, банк, несколько пробирных палаток, 5 газет. Город вырос благодаря богатейшим серебряным рудникам, особенно знаменитому "Комстоку", у которого он и построен. Рудники дают ежегодно более чем на десять миллионов долларов серебра. Жителей (1880) 10917 ч.

К. Г.

Виргинка

виpгин (Роменский у. Полтавской губ.), виргинский или обыкновенный табак (Nicotiana tabaccum L.) из сем. пасленовых (Solaneae Juss.) — один из 4-х видов, к которым принадлежат возделываемые сорта табака. Цветы у В. светло-красные, длиннотрубчатые, в распущенных метелках; стебель прямой, высотою 2-2 1/2 арш.; листья, расположенные на стебле близко один к другому, висячие, реже прямостоящие, ланцетовидные, часто с пузырями; боковые нервы идут от главного под острым углом. Сорта В. можно подразделить на две группы: I) с сидячими листьями, имеющими всегда ушки при основании, и II) с черешчатыми листьями, иногда тоже ушастыми, и крылатыми черешками. К первой группе относятся сорта В.: 1) узколистные, прежде возращавшиеся в Пфальце и Эльзасе; 2) виргинские в тесном смысле, культивируемые в Виргинии; 3) ланцетолистные; 4) с прямостоящими листьями, как, напр., известный в Германии винцерский табак (Finzer und Vinzer-tabak), 5) с широколанцетовидными листьями; сюда принадлежит сорт гунды, происшедший из семян, доставленных в Германию из Америки (1848), отличающейся особенною урожайностью; 6) с толстожилистыми листьями — известный молд. сорт "темника" с тонкою пластинкою, имеющею пузыри, в немецкой культуре фридрихсталер, и, наконец 7) с толстожилистыми пузырчатыми листьями (Nicotiana angustifola var. andulata), как, напр., амерсфортский табак, разводимый в Голландии и отличающийся большою урожайностью. Последний сорт некоторые сельские хозяева (напр., проф. Стебут) считают однородным с возделываемой у нас махоркой (объясняя происхождение этого слова от названия амерфорка), которая, когда табак убирается не отдельными листьями, а целыми растениями, часто называется амерсфортской рубанкой. Но по уверению других (В. Щербачев), махорка однозначаща с малороссийским тютюном, имеет зеленовато-желтые цветы и черешчатые листья и потому принадлежит к сортам другого вида табака — фиалкового, или крестьянского (Nicotiana rustica L.), а не виргинского.

Ко второй группе сортов В. относятся табаки: 1) с серповидными листьями, называемый иногда ост-индским и особенно пригодный для нюхательного табака; и 2) древовидный канастер — очень плохой сорт табака.

С.

Виргинская куропатка

(Ortyx virginiana) — птица из семейства древесных кур (Odontophori) отряда куриных (Gallinaceae). Она имеет 25 сант. длины. Верхняя сторона тела красновато-бурая с черными и желтыми пятнами и полосами; нижняя сторона беловато-желтая и красно-бурая с черными поперечными волнами; над глазом белая продольная полоса, а над нею на лбу черная полоса; горло у самца белое, а у самки желтое. В. куропатка имеет короткий толстый клюв, на нижней половине которого находится на каждой стороне по два зубчика; носовые ямки голые. Крылья средней длины. Хвост короткий, округленный. Водится в Северной Америке. По образу жизни походит на нашу куропатку. Мясо употребляется в пищу. В настоящее время В. куропатка введена в Англии.

Э. Б.

Виргинские, или Девичьи, острова

(Virgins Islands, Iles-Vie rges) — группа мелких островов (около ста) в Вест-Индии к В. от Порторико; наиболее западные из Малых Антильских; только четвертая их часть заселена, остальные слишком скалисты и бедны пресной водой. Общая цифра населения — около 44 т. Западные острова принадлежат Испании, центральные (Св. Креста, Св. Фомы, Св. Иоанна) — Дании, восточные — Англии.

Виргинский олень

(Cariacus virginianus) — размерами с лань или немного больше. Длина самца средней величины до 1,8 м, из которых на голову и хвост приходится по 30 см; высота в плечах 1 м. Самка меньше и достигает только 1,3 м длины и 80 см высоты. Рога бывают не многим длиннее головы. Ствол их недалеко от основания загибается дугообразно вперед и несет на своей внутренней стороне до 7 ветвей. Длина его по кривизне около 50 см, вышина — 30 см. Уши большие (15 см). Хвост длинный, густо покрытый волосами. Окраска меха изменяется по временам года. Летом она желто-бурого цвета на туловище. Голова всегда окрашена темнее туловища и летом серовато-бурая. Зимой спина становится серовато-бурой, ноги желтовато-красно-бурые, брюхо красноватое. Водится в лесах Сев. Америки от Скалистых гор до восточного побережья и до Мексики. Сбрасывает рога в марте; в конце июля или в августе вырастают новые. Течка в октябре.

Вире Пьер

(Viret, 1511-1571) — деятель Реформации, сотрудник и друг Кальвина, род. в ваадтском городке Орбе, в семье суконщика. Готовясь к духовному званию, В. поступил в Парижский университет, но рано порвал с католической церковью. Проповедь нового учения В. начинает в 1531 г. в родном городе; в 1534 г. он приезжает в Женеву, потом работает под покровительством и по поручению Берна в Невшателе и Лозанне. С 1536 г. Лозанна (в то время зависимая от Берна) становится центром деятельности В., продолжающейся с перерывами до 1559 г. Он читает лекции богословия в академии, отзывается в ряде трактатов апологетического и полемического характера на вопросы дня, излагает в популярной форме протестантскую догму. Церковные учреждения, введенные В. в Лозанне, вполне отвечали духу кальвиновой системы. Вследствие этого у него возникли, особенно по вопросу об отлучении, столкновения с бернским правительством, проводившим начало верховенства светской власти в делах церкви. В. должен был оставить Лозанну и переселиться в Женеву, где был принят с большим почетом. В 1561 г., в момент оживления надежд протестантской партии во Франции, В. был приглашен в Ним. В следующем году, когда в силу январского эдикта протестанты должны были возвратить занятые ими церкви, В. вопреки настроению большинства настаивал на повиновении и вообще действовал в примирительном духе. В 1566 г. В. отправился по приглашению королевы наваррской, матери Генриха IV, в основанную ею протестантскую академию в Ортез (Orthezе в Беарне) и работал там до самой смерти в 1571 г. Как писатель, В. обладал даром популяризации и некоторым сатирическим талантом. Своею главной целью он всегда ставил обучение народа. Его главное сочинение "Instruction chr é tienne en la doctrine de la loy et de l'Evangile" (Женева, 1564) заключает свод трактатов, написанных в разное время; с толкованием 10 заповедей связывается система морали и политики; есть и защита христианства против атеизма и рационалистического богословия. Из друг. соч. В. замечательны: "M étamorphose chré tienne" и "Disputations chr é tiennes". К области сатиры принадлежат: "Le Monde à l'empire", "La Physique papale", "Le Monde demoniacle". Большая часть сочинений В. написана в форме диалогов. Они не удержались в ряду классических сочинений эпохи Реформации и в настоящее время представляют большую редкость. О деятельности и учении В. см. Jaquemot, "Viret, r é formateur de Lausanne" (Страсб., 1836); Chenevi ère, "Farel, Froment, V iret" (Женева, 1835); Schmidt в "Leben d. V ä ter d. reform. Kirche" (т. IX, Эльберфельд, 1860); Sayons, "Etudes sur les écrivains franç ais de la reformation" (т. I. Париж и Женева, 1841).

Р. Виппер.

Вирениус Александр Самойлович

— гигиенист, род. в 1832 г. Окончил курс в Медико-хирургической академии в 1857 г. В 1884 г. д-р медицины за диссертацию "Отношение углекислоты в воздухе классов и спален некоторых учебных заведений". В 1877—1878 гг. предпринял санитарное исследование 16 средних учебных заведений. В. был устроен школьный отдел мин. нар. просв. на первой Всероссийской гигиенической выставке 1893 г. С 1898 г. читает лекции по гигиене на приготовительных курсах для будущих воспитателей в институтах глухонемых. Многочисленные (около 300) печатные труды В. посвящены преимущественно вопросам школьной гигиены. В работе "Отношение классической системы образования к психической деятельности мозга с точки зрения физиологии и гигиены" ("Врач", 1882) В. приходит к выводу, что классическая система образования ведет к негармоничному развитию сил и способностей учащихся. Отдельно изданы: "Заразные болезни в учебных заведениях" (2-е изд., 1890); "Гигиена учителя"; "Искривления позвоночника в детском и отроческом возрасте"; "Сон ребенка" и др.

Виржане

— старинное название жителей г. Риги.

Вирзинг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вирзунгов проток

или панкреатический (Ductus pancreaticus s. Wirsungianus) — так называется в анатомии человека выводной проток поджелудочной железы (pancreas), посредством которого сок, приготовляемый железой, изливается в полость тонкой кишки (двенадцатиперстной). Он образуется из слияния выводных протоков отдельных долек железы и тянется вдоль последней, слева направо, вдоль ее задней поверхности. В левой половине железы он лежит ближе к задней поверхности, чем в правой половине. Он имеет вид беловатой трубочки толщиною в гусиное перо, с тонкими стенками, принимающей в себя через известные промежутки выводные протоки долей железы. Достигнув конца железы, он загибается книзу, приближается к вводному протоку печени (ductus choledochus), вместе с которым одним общим отверстием впадает в двенадцатиперстную кишку. Иногда В. проток не соединяется с ductus choledochus, и оба впадают в двенадцатиперстную кишку особыми отверстиями. От верхних долей поджелудочной железы отходит особый проток (ductus pancreaticus accessorius), соединяющийся с В. протоком или впадающий в двенадцатиперстную кишку независимо от него на расстоянии 2-3 см от места его впадения.

В. Ф.

Вириал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вириат

(Viriathus) — лузитанский герой, был в молодости пастухом, затем принял участие в борьбе с римлянами. В 151 г. до Р. Х. римский претор Сервий-Сульпиций-Гальба был разбит при Конисторгисе (в Алентехо) и завел мирные переговоры, во время которых изменнически перерезал до 7000 лузитан. В. избежал смерти и удалился в горы, где начал партизанскую войну. Победа над претором Каем Ветилием в 147 г. доставила В. большое влияние среди восставших. Он нанес римлянам ряд поражений (146 и 145), был остановлен на время Фабием-Эмпаном (144), но в 141 г. добился признания Римом независимости лузитан под его властью. Консул Квинт Сервий Ценион и претор Марк Помпилий нарушили мирный договор (139), изменнически нанесли поражение В., а затем подкупили приближенных к нему лиц, которые умертвили В.

Виридин

— зеленый пигмент, представляющий по составу щавелевую соль дифенилдиамидотрифенилкарбинола; употребляется для окрашивания хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых изделий в зеленый цвет. Хлопчатобумажные ткани предварительно мордансируются дубильной кислотой и рвотным камнем. Красильная ванна готовится, растворяя пигмент в воде, подкисленной уксусной кислотой, при нагревании до 50-60° Ц.

А. Д. Лидов. Δ .

Виридит

— довольно редко употребляемое коллективное название для различных зеленых продуктов разрушения таких минералов, как амфиболы, пироксены и др.

Вирий

— см. Вырий.

Вирикс Жан

(Jean Wierix) — голландский гравер (1550-1617). Обстоятельства его жизни, а равно и то, кто был его учителем, неизвестны. Его резец не останавливался перед техническими трудностями, хотя и не всегда проявлял достаточно уверенности. В выборе картин для своих гравюр В. более всего симпатизировал библейским сюжетам; назовем некоторые лучшие его гравюры: "Магдалина, молящаяся перед Распятием", "Успение Богородицы" (с Отто Вениуса), "Жертвоприношение Исаака" (с Мартына де Воса), "Святые Иероним и Губерт" (с Альбрехта Дюрера), "Страшный Суд" (с Микеланджело) и др. Известностью пользуются также его гравюры-портреты: принца Оранского, графини Вернейль, Марии Медичи и др.

Вирилид

— св. мученик, пострадал в Никополи (в Армении) в 321 г. Память 10-го июля.

Виринта

— р. Ковенской губ., Вилькомирского уезда, приток р. Свенты, вытекает из озера того же названия на границе Ковенской и Виленской губ. На ней лежат местечки Ованца и Коварек. Русло реки глубокое, течение очень извилистое.

Вириплака

(Viriplaca) — римская богиня мирной супружеской жизни. В храме ее на Палатинском холме совершались жертвоприношения в случаях восстановления мира между супругами.

Виркшта

или Плотельское озеро Ковенской губ., Тельшевского у. — одно из самых больших в уезде, которых в нем насчитывают до ста. Длина 7 в., ширина 3 в. На нем несколько островов, покрытых лиственным лесом. Вдоль восточного берега тянутся довольно значительные возвышенности. Местоположение очень живописное. Озеро богато рыбою, особенно ряпушкою-селявою.

Вирландия

(земля "виров") — эстонская приморская область, в которой был один только город, Нарва, а лучшими местечками считались Боркгальм, Везенберг и Толсбург. В ней считалось 16 кирхшпилей, или погостов: 1) Йеве, 2) Вайварра, или Петровский, 3) Луггенгузен, 4) Магольм, 5) Везенберг, 6) Гальяль, 7) Тристер, или Катерининский, 8) Якоби, 9) Мало-Мариинский и 10) Каткюль, или Симонис. При введении в Остзейском крае учреждения о губерниях Вирландия составила Везенбергский уезд. В русских летописях эта область называется Вируем или Вируяны.

Вирляндское право

— пожалованное в 1397 г. дворянам Эстляндии наследственное право на их движимое и недвижимое имущество и замки до пятого колена. Право это называется и гарриенско-вирским: оно пожаловано пятым немецким гохмейстером, Конрадом фон Юнгингеном. По существу своему В. право предоставляло такие безграничные права эстляндским вассалам, что на основании его они сделались вполне независимыми. Из Гарриена и Вирляндии оно постепенно было распространено на все части тогдашней Лифляндии.

Вирник

— так называется в "Русской Правде" лицо, взыскивающее виру (см. это слово). Это служебная должность при княжеском суде — то же, что впоследствии называлось "недельщиком". В. мог оставаться в городе или волости, куда он прибывал для сбора вир, не более одной недели, чтобы пребывание его не было слишком обременительно для жителей, которые обязаны были его содержать. Размер этого содержания точно определен в "Русской Правде" (7 ст. по Карамзинскому списку). В., как и состоявший при нем писец - "метальщик" (от "метать" — обозначать на дереве или пергаменте), взимали в свою пользу вирные пошлины, которые должно отличать от другого рода пошлин — судебных.

Вирнт фон Графенберг

(Wirnt von Grafenberg) — средневековый немецкий писатель, получивший свое имя от замка в городке того же имени (ныне Грефенберг, между Нюрнбергом и Байрейтом), автор пользовавшейся в свое время большим успехом поэмы о рыцаре Вигалуа (см. это имя), источником для которой послужил французский роман "Le bel inconnu"; в этом произведении видно влияние на автора Гартмана фон Ауэ и Вольфрама фон Эшенбаха. В 1472 г. она была переложена прозой и только в 1593 г. впервые была напечатана в Аугсбурге. О самом В. известно только, что он присутствовал при погребении герцога меранского Бертольда IV в 1206 г. и что он, вероятно, участвовал в Крестовом походе 1228 г. "Vigalois" издан Бенеке (Берлин, 1879) и Пфеффером (Лейпциг, 1847).

Вировац Петр

— сербский юрист, род. около 1830 г., изучал право в Пресбурге, автор сочинения "Перви основи главокривног Мадьарског права".

Вировитице

по-венгерски Вёрёце (Veroсzе) — комитат в Хорватии-Славонии (Венгрия); расположен по течению р. Дравы; поверхность большею частью плоская, только на Ю гориста; вдоль р. Дравы много болот. В. хорошо орошен и плодороден. Площадь 4808 кв. км; жителей (1900) 218171, большею частью кроаты и сербы; немцев 31000, венгерцев 31000, евреев 8000. Главный г. Эссег (25000 жит.).

Вирокониум

(Viroconium) — гор. древней Британии в эпоху римского господства (на месте теперешнего Вроксетера в Шрюсбери), получил прозвание британской Помпеи после раскопок в 1859 г., открывших ряд римских сооружений — городские стены, мосты, частные здания и пр.

Вирсавия, библейский персонаж

— так передается в русской Библии, согласно с греческой транскрипцией, еврейское имя Бат-шеба, означающее "дочь клятвы" или "дочь семи" (лет). Это имя носила красивая жена одного из второстепенных военачальников в гвардии царя Давида, Урии хеттеянина (2 Цар., XI, 3). Давид увлекся ею, и жертвой этой страсти пал Урия в искусственно подстроенном поражении при осаде аммонитского города Раввы. После смерти Урии В. сделалась женой Давида, а вместе с тем источником семейных интриг и бедствий, отравивших почти все последующие годы его царствования. Первый родившийся от нее сын умер через несколько дней после рождения, но вторым ее сыном был знаменитый Соломон, для доставления которому престола В. употребила все свое влияние. В книге "Притчей Соломоновых" от имени В. излагается много практических наставлений, обращенных к сыну (Лемуилу), и между ними выдается совет быть особенно разборчивым касательно женщин: "не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей". Затем рисуется идеал "доброй жены", всегда имевший руководящее значение для дев и жен в еврейском народе как в древнее, так и в новейшее время (Притч. XXX, 10-31).

А. Л.

Вирсавия, селение

(евр. Беер-шеба — "колодезь клятвы") — географический пункт в Палестине, связанный со многими библейско-историческими событиями. Этот колодезь, вырытый Авраамом, сделался центром окрестной местности; около него заключаемы были не раз договоры с филистимлянским царем Авимелехом, как самим Авраамом, так и его сыном Исааком (Быт. XXI, 32; XXVI, 23-33). Около колодца Авраам насадил рощу из тамарисковых пальм, а впоследствии образовалось селение, разросшееся в целый город. Из этой местности Иаков двинулся со всем своим домом в Египет. После возвращения евреев из Египта Вирсавия сделалась южным пограничным городом Палестины. Такое же значение имел на севере Дан. Отсюда часто встречающееся в Библии выражение "от Вирсавии до Дана" (Суд. XX, 1; 1 Цар. 111, 20 и др.) в смысле всей Палестины. В Новом Завете о В. не упоминается, но на ее существование в качестве селения указывают свидетельства позднейших писателей, как Евсевия Кесарийского и бл. Иеронима. Известный исследователь Палестины Робинсон отождествляет древнюю Вирсавию с новейшею местностью Бирес-Себа. Под этим именем разумеются два колодца в такой местности, которая вполне соответствует признакам древней Вирсавии. Колодцы носят на себе все признаки весьма древнего происхождения. Около них видны развалины селения или города. Кроме двух больших колодцев поблизости имеется еще пять колодцев поменьше, и этот факт некоторые исследователи сближают с самым названием местности, так как еврейское слово Беер-шеба означает не только "колодезь клятвы", но и "семь колодцев".

А. Л.

Вирсен Карл Давид

(Wirsé n) — современный шведский поэт, род. 1842 г. Вирсен издал два сборника стихотворений и затем "S ä nger och bilder" ("Песни и картины"), замечательные по красоте формы и искренно религиозному содержанию; особенно выдаются поэмы "Fr å n Bethlehem till Golgota" ("От Вифлеема до Голгофы") и "Vid Juletid" (на Рождество). Тон поэзии В. вообще мягкий, элегический, но некоторые из его стихотворений, написанные на высокие темы, блещут силой и выразительностью красок. В. известен также как тонкий литературный критик и автор нескольких талантливых монографий. В настоящее время он состоит 1 секретарем Стокгольмской академии наук. См. К. Warburg, "Svensk Literatur historia" (3 изд., 1888 г.).

П. Г.

Вирт Альбрехт

(Wirth, род. в 1866 г.) — нем. историк. Его труды: "Aus orientalischen Chroniken" (Франкф.-на-Майне, 1894); "Geschichte S ü dafrikas" (Бонн, 1897); "Geschichte Formosas bis Anfang 1898" (ib., 1898); "Geschichte Sibiriens und der Mandschurei" (ib., 1898); "Das Wachstum der Vereinigten Staaten von Amerika und ihre auswä rtige Politik" (ib., 1899); "Abriss der Weltgeschichte" (ib., 1900); "Ostasien in der Weltgeschichte" (ib., 1900); "Volkstum und Weltmacht in der Geschichte" (Мюнхен, 1901); "Die Entwicklung Asiens von den ältesten Zeiten bis zur Gegenwart" (Франкф.-на-Майне, 1901); "Entwicklung Russlands" (1901); "Aus Ü bersee und Europa" (Берл., 1902); "Geschichte Asiens und Osteuropas" (1-й том, 1904).

Вирт Иоганн

(Johann Virth) — известный в свое время (1825-52) в России фабрикант роялей. В тридцатых и сороковых годах фабрика В. считалась первою в России; она изготовляла только рояли. За 27 лет существования фабрикой изготовлено 2900 роялей. Современными В. фабрикантами роялей были Лихтенталь, Вульф и Шредер. Рояли В. пропагандировали Гензельт, Контский, Герке, Карл Майер. Но Лист в свою бытность в Петербурге играл на роялях Лихтенталя. Инструменты В. отличались замечательной прочностью и хорошим тоном. До сих пор еще во многих домах встречаются инструменты В.

Н. С.

Вирт Иоганн-Георг-Август

(Wirth) — немецкий историк и публицист, род. в 1798 г., в 1831 г. издавал газету "Der Kosmopolit" республиканского характера. С 1 июля 1831 года начал издавать "Deutsche Trib ü ne", запрещенную в марте 1832 г. В том же году во время празднеств в Гамбахе он сказал речь о национальном единстве Германии, был арестован вместе с другими участниками празднества и приговорен к двухлетнему заключению, в 1836 году бежал во Францию, затем переселился в Тургау (в Швейцария), где редактировал "Die Deutsche Volkshalle". Он написал: "Fragmente zur Kulturgeschichte" (Кайзерслаутерн, 1835 г.), "Die polit.-reformatorische Richtung der Deutschen im XVI und XIX Jahrh." (1841) и "Deutsche Geschichte" (Штутг., 1843-45, 2 изд., с продолжением Цимермана, 1846-53). В 1847 г. в Карлсруэ В. начал издавать "Deutsches Nationalblatt", в конституционно-монархическом направлении; избран был во франкфуртский парламент, но умер в начале его сессии, в июле 1848 г.

Вирт Иоганн-Ульрих

(W irth) — немец. философ, род. в 1810 г., написал: "System der speculativen Ethik" (Гейльбр., 1841-42); "Die speculative Idee Gottes" (Штутг. и Тюбинген, 1845); "Philos. Studien" (2 издание, Штутгарт, 1854). С 1852 года вместе с И. Г. Фихте и Г. Ульрици начал издавать возобновленную фихтевскую "Zeitschrift f ü r Philosophie und philos. Kritik". Умер в 1879 году.

Вирт Макс

(Wirth) — сын Иог. Георга В., политикоэконом и историк, род. в 1822 г., с 1864 до 1873 г. занимал пост директора швейцарского статистического бюро в Берне; потом был сотрудником венской "Neue Freie Presse" и корреспондентом лондонского "Economist". К главным его сочинениям принадлежат: "Grundz üge der National-oecono mie" (Кельн, 1865-73,изд. 3, 1883); "Geschichte der Handelskrisen" (3 изд.; 1883; русск, пер. Е. И. Конради, СПб.); "Allgemeine Beschreibung und Statistik der Schweiz" (Цюрих, 1870-75); "Wiedergeburt Oesterreicbs" (Вена, 1878); "Kultur und Wanderskizzen" (Вена, 1876); "Die Krisis in der Landwirtschaft" (Берлин, 1881); "Das Geld" (Лейпц., 1884); "Ungarn und seine Bodensch ä tze" (Франкф.-на-M., 1885); "Die Quellen des Reichtums" (Кельн, 1886). Все сочинения В. написаны в духе так называемой Манчестерской школы. Жена его, Беттина В., урожденная Грейнер, род. 1849 г., известна как автор повестей и романов "K ünstler und Fü rstenkind" (1877), "Hohe Lose" (1883) и др.

Вирт Макс (дополнение к статье)

(Wirth) — политико-эконом и историк; ум. в 1900 г.

Виртуальная длина пути сообщения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виртуальные перемещения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виртуальные скорости

— см. Виртуальные перемещения.

Виртуальный момент

— см. Виртуальные перемещения.

Виртуоз

— музыкант-исполнитель, владеющий своим искусством в совершенстве. Глубокое художественное понимание и полная техническая свобода составляют отличительные качества виртуоза.

Виртуозность

— совершенная степень музыкального исполнения как в смысле техническом, так и художественном. Иногда это слово применяется с тем же характером и к другим областям искусства.

Вирунга

— вулканический горный хребет в Центральной Африке, на Ю от оз. Альберта-Эдуарда и вд. сев. берега оз. Киву, под 1°30' ю. ш.; тянется с З к В (большею частью в государстве Конго и отчасти в германских владениях). Длина хребта 80 км. Главная вершина Кирунгача-Гонго (3470 м) — действующий вулкан; открыт в 1861 г. Спихом.

Вирунум

(Virunum) — главный город римской провинции Норикум (в 9 км к С.В. от нынешнего города Клагенфурта в Каринтии). Раскопки, начатые еще с 1754 г. и особенно значительные в 1881-83 гг., открыли много остатков римских сооружений, скульптур, надписей. Здесь же находится высеченный в VIII веке из 10 каменных глыб трон герцогов Каринтийских. Ср. Pichler, "V." (1888).

Вируны

— м. Ковенской губ., Вилькомирского уезда, на р. Вируне, в 72 в. от уездного города. Католический костел, еврейская синагога и школа, народное училище, водяная мельница. Здесь Радзивиллы в XVI столетии пропагандировали лютеранство, следы которого продержались до XVIII столетия.

Вируэс Кристобаль

(Virues Cristobal) — испанский поэт и драматург, род. в 1545 г., сражался при Лепанте, умер в 1619 г. Пять его пьес: "Cassandra", "Marcela", "Attila", "Semiramis" и "Elisa Dido" — уже в известной степени предвещают поворот в истории испанского театра от классической трагедии к новой национальной драме, создателем которой явился близкий друг В., Лопе де Вега. Но сложность и запутанность действия, антихудожественная необузданность воображения и жесткость стиля этих пьес позволяют признать за ними только историко-литературное значение. Большею простотою и выдержанностью отличается "Dido". Все произведения В. изданы под загл.: "Obras tragicas y liricas" (1609). Кроме того, В. написал большую эпическую поэму "El Monserrate" — история одного отшельника, которая своей растянутостью и однообразием крайне утомительна, но не лишена поэтических красот в отдельных описаниях и картинах (изд. в 17 т. "Biblioteca de autores espa ñ oles"). Лирические произведения В. незначительны.

Вирхов Рудольф

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница