Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "В" (часть 23, Вен)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "В" (часть 23, Вен)

Предыдущая страница Следующая страница

Венеция (республика)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венецуэла (совр. Венесуэла)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венечная вена сердца

(vena со r оnaria cordis) — вена, в которую собирается кровь из более мелких вен сердечной стенки. В. вена начинается у верхушки сердца, по передней продольной борозде поднимается вверх, переходит в поперечную борозду, по которой поворачивает к левому краю, огибает его, идет по задней поперечной борозде сердца, здесь, расширяясь, образует венечную пазуху сердца (sinus coronarius cordis) и впадает в правое предсердие.

Венечная кость

(os coronale) — см. Лобная кость.

Венечная память

называвшаяся также знаменем. — В старину под этим именем известен был указ о повенчании, который в каждом отдельном случае выдавался от архиерея или, по уполномочию его, от соборных протопопов и поповских старост на имя того священника, который должен был совершить венчание. Без В. памяти ни один священник не в праве был обвенчать ни одного брака. С получением от духовного начальства В. памяти связывался платеж венечной пошлины, размер которой был различен, смотря по тому, в первый ли брак вступают жених и невеста или во второй, или третий. В. памятью предписывалось совершить венчание, предварительно обыскав, т. е. сделав обыск, не существует ли каких-либо препятствий к предполагаемому браку. В 1765 г., по указу императрицы Екатерины II, В. памяти вместе с венечными пошлинами были отменены, как обременительные для народа.

Ср. Крыжановский, "В. памяти и пошлины" (СПб., 1859; из II т. "Известий Археолог. Общества".

Венечник

(Anthericum L.) — см. Антерикум.

Венечные артерии

желудка и сердца. — В. артерии желудка (arteriae coronariae ventriculi) отходят от чревной артерии (art. coeliaca) или ее ветвей (печеночная артерия, селезеночная и проч.). Всех их четыре; из них две соединяются у малой кривизны желудка и таким образом образуют верхнюю apтepиaльнyю дугу желудка (arcus arteriosus ventriculi superior); остальные две, сливаясь у большой кривизны, образуют нижнюю артериальную дугу желудка. От обеих артериальных дуг отходит масса мелких ветвей, которые вступают в стенку желудка и здесь распадаются на мельчайшие кровеносные стволики. В. артерия сердца (arteria coronaria cordis) — ветвь, которую дает главный сосудистый ствол тела (см. Аорта), находясь еще в полости околосердечной сумки. Начинаясь двумя отверстиями, лежащими приблизительно на одной высоте со свободным краем полулунных клапанов аорты, две В. артерии отходят от расширенной части последней, называемой луковицей, и направляются к передней поверхности сердца, к поперечной его бороздке. Здесь обе В. артерии расходятся: правая идет к правому краю сердца, огибает его, переходит на заднюю поверхность и по задней продольной борозде доходит до верхушки сердца, в ткань которого здесь и вступает; левая дает сначала крупную ветвь, достигающую по передней продольной борозде до верхушки сердца, затем направляется к левому краю сердца, переходит на заднюю и здесь, на высоте поперечной бороздки, вступает в мускулатуру сердца. На всем своем протяжении обе В. артерии дают мелкие ветви, внедряющиеся в толщу стенки сердца. Правая В. артерия снабжает кровью стенки правого предсердия, правого желудочка, верхушку сердца и, отчасти, левый желудочек; левая — верхушку сердца, левое предсердие, левый желудочек, перегородку желудочков. Если у животного искусственно закрыть или даже только сузить просвет В. артерии, то через некоторое время сердце перестает сокращаться (паралич сердца), так как сердечная мышца может правильно работать только до тех пор, пока В. артерии доставляют ей необходимую для питания кровь в достаточном количестве. На В. артериях человеческого сердца встречаются патологические изменения, которые влияют подобным же образом, т. е. совершенно прекращают или значительно уменьшают приток крови к стенкам сердца (см. Артериосклероз, Тромбоз, Эмболия) и тем самым влекут за собою моментальную смерть или весьма тягостные страдания — миокардит с его последствиями (аневризмой, разрывом, ударом сердца), часто грудную жабу и проч.

В. Ф.

Венечные пошлины

— см. Венечная память.

Венечный отросток

(processus coronoideus) — см. Нижнечелюстная кость и Локтевая кость.

Венечный шов

(Sutura coronalis) — извилистая, со многими зазубринами линия, по которой соприкасаются края лобной и обеих теменных костей. Об исчезании В. швов — см. Шов и Череп.

Венжик, Франциск

— один из самых популярных польских поэтов во времена герцогства Варшавского. Родился в 1785 году; первоначальное образование получил в Белой Радзивиллов, а потом в Варшаве; затем он посещал юридический факультет Краковского университета. После 1806 г. В. поселился в Варшаве. Сочинения В., его поэмы и, в особенности, драмы, произвели на тогдашнее польское общество громадное впечатление, потому что они совпадали с господствовавшими тогда эстетическими взглядами и симпатиями. Тогда в Польше в высших слоях общества царил псевдоклассический французский вкус, представителями которого в литературе были Осинский, Кропинский и Венжик. Молодежь увлекалась уже новыми идеями, которыми были пропитаны лекции Бродзинского и Лелевеля. Но значительное большинство держалось французских теорий, и потому громкие фразы, высокопарный слог, сохранение трех единств, борьба отвлеченных чувств, изображение отдельных страстей не в живом, а в идеальном человеке, рассматриваемом вне времени и места, приводили в величайший восторг театральную публику, когда перед ней игрались на сцене драмы В. Слава его как писателя была столь велика, что, когда в 1838 г., в звании кастеляна, он поселился в Кракове, Ученое краковское общество, которое потом было переименовано в Академию, избрало В. своим президентом; в этой должности он умер в 1862 г., собрав перед смертью из частных пожертвований сумму, нужную для постройки собственного дома Общества. Он писал оды, поэму "Okolice Krakowa" (1820, 1823, 1833); трагедии "Glinski" (1810); "Barbara Radziwi łł ówna" (1811); "Boles ł aw Smia ł y" (1822); "Wanda" (1826); комедию "I ja te ž " и романы "W ł adys ł aw Lokietek" (1828); "Zygmunt z Szamotu ł " (1830).

И. Л.

Венжик, Ян

(W ęž yk) — архиепископ Гнезненский (1575—1638). Учился сперва на родине, в Калише и Кракове, потом в Риме. По возвращении в Польшу быстро поднялся по лестнице духовной иерархии. В 1619 г. он был назначен епископом Перемышльским, в 1624 — Познанским, в 1626 г. сделался архиепископом Гнезненским, или примасом Польского государства, и в этом сане оставался до смерти своей. На этом важном посту он принимал деятельное участие и в политической жизни государства. Между прочим, он являлся энергическим противником короля Сигизмунда III в деле отправления сына его Владислава на московский престол. Сверх того, он пользовался некоторой известностью и как церковный писатель. Из сочинений его наиболее известны: "Synodus provincialis Gnesneusis, A. D. 1628 die 22 Mai celebrata" (Krakow, 1629), "Constitutiones Synodorum Metropolitanae Ecciesiae Gnesnensis Provincialium" (1637) и "Synodus Provincialis Gnesnensis" (1634).

И. Л.

Вензелевое изображение

в русск. войсках — по смерти импер. Александра I, чинам, состоявшим в день кончины государя в ротах Его Величества полков л.-гв. Преображенского и Семеновского, пожаловано было металлическое изображение его вензеля для ношения на эполетах и погонах. Точно так же по смерти императоров Николая I и Александра II их вензеля были пожалованы чинам их рот, эскадронов и батарей. Вензеля эти носятся до тех пор, пока чины состоят в той части, где их получили, или в другой, имеющей то же преимущество. С переходом же в часть, не пользующуюся этим правом, а также с выходом в отставку или при производстве нижних чинов в офицеры, В. И. носятся на левой стороне груди. В. И. при золотом приборе должны быть серебряные, и наоборот, при серебряном приборе — золотые.

Вензель

— так называется соединение в одно изображение начальных букв имени (реже отчества) и фамилии какого-либо лица. Соединение это производится в большинстве случаев помощью вязи между буквами, для чего последние обыкновенно употребляются прописными. Если буквы принадлежат одному лицу, то вензель простой, если нескольким — то сложный. Он может быть украшен короною, венком и т. п. Вензеля государей часто состоят из начальных букв имени и титула, к чему иногда присоединяется и цифра, означающая, которому из государей одного имени вензель принадлежит. Если такой вензель состоит из одной только начальной буквы имени (хотя бы и с цифрой), то получает название вензелевого изображения имени государя. Последние нашли широкое применение на монетах. В настоящее время у нас лишь 1/4 и 1/2 копейки и финляндские медные деньги имеют вензелевое изображение имена Государя Императора. Кроме того, вензелевые изображения имени жалуются иногда государями в знак особой милости и в этом случае как бы указывают близость пожалованного лица (или учреждения) к государю. См. Вензелевое изображение.

П. ф. В.

Вениамин

— младший сын библейского патриарха Иакова, "сын скорби", так как рождение его имело смертельный исход для его матери, любимой жены Иакова, Рахили. Впрочем, Иаков, находя в нем после смерти Рахили главное себе утешение, предпочитал называть его "сыном своей старости". Он был единственный родной брат по матери Иосифу, который любил его больше всех своих братьев. По своему характеру Вениамин, однако, резко отличался от Иосифа, и Иаков в своем предсмертном благословлении характеризовал его "как хищного волка, который утром будет есть добычу, и вечером будет делить добычу" (Быт. XLIX, 27). Последующая история колена Вениаминова вполне оправдывает эту характеристику. Заняв небольшую, но центральную площадь в Палестине (к северу от Иерусалима), это колено отличалось чрезвычайно воинственным и мужественным духом. Их пращники вошли в пословицу. Из среды Вениамитян вышел первый израильский царь Саул, отличавшийся своим исполинским ростом. Воинственность развила в них крайнее самомнение, которое однажды привело их к ожесточенной борьбе со всеми остальными коленами, едва не окончившейся полным истреблением колена, восстановленного лишь через похищение девиц оставшимися немногими членами его (Суд. XIX). По разделении еврейской монархии колено Вениаминово сохранило верность дому Давидову и вошло в состав царства Иудейского, поддерживая его в тяжкие годины его невзгод. По возвращении из плена вавилонского оно также составляло значительный элемент в возрожденном Иудейском царстве, и из него произошел великий соименник царя Саула — Савл, впоследствии апостол Павел.

А. Л.

Вениамин (в мире Василий Антонович Благонравов)

(1825—1892) — миссионер и писатель, воспитанник Казанской духовной академии, в которой преподавал церковную историю. В 1862 г. он был назначен епископом селенгинским, первым викарием иркутской епархии и начальником забайкальской миссии. Миссия эта вступила при нем в новый блестящий период своей деятельности. За шесть лет обращено было до 2000 душ. В 1868 г. В. был назначен епископом камчатским, в 1873 г. переведен в Иркутск, в 1878 г. возведен в архиепископы. В 1885 г. под председательством В., состоялся в Иркутске собор сибирских архипастырей. Отчеты В. о деятельности сибирских миссий за разные годы представляют собою драгоценные церковно-исторические этюды, дающие много сведений о состоянии сибирского ламаизма. Отчеты эти печатались в "Иркутск. Епархиальных Ведомостях" и в некоторых духовных журналах, а в 1883—1886 гг. изданы отдельно под названием "Труды православных миссий Восточной Сибири" (Иркутск, 1883—1886). В эти "Труды", кроме отчетов о миссиях камчатской, японской и забайкальской, вошли миссионерские журналы, статьи разных лиц о верованиях инородцев, письма В. и его статьи: "Ламское идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири", "Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников" и "Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к православной русской церкви". Последние три статьи изданы отдельной брошюрой: "Жизненные вопросы православной миссии в Сибири" (СПб., 188 5). В. принадлежат еще статья о буддизме: "Настоящий буддизм" в "Иркутских Епарх. Ведомостях" (1890, 5), и немало проповедей и катехизических поучений, из которых некоторые переведены на бурятский язык.

Биографич. сведения см. в "Истории Казанской дух. академии" проф. П. Знаменского (вып. I и II) и в "Иркутских Епарх. Ведомостях" за 1888 и 1892 гг., а также в брошюрах: "Памяти высокопр. В., архиепископа иркутского и нерчинского" (Иркутск, 1892) и "Двадцатипятилетие епископского служения высокопр. В., архиепископа иркутского и нерчинского" (Иркутск, 1888). Некролог — в "Страннике" 1892 г.

Вениамин (в мире Василий Николаевич Платонов)

(род. в 1819 г.) — духовный писатель, магистр Киевской духовной академии; был епископом сумским, потом кинешемским. Литературные труды В.: "Христос — свет для сокровенной глубины душ человеческих" ("Правосл. Собеседник", 1861, I); "О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемых разными вероучителями" (ib., II); "Вопрос о вере" (ib., II); "Возможна ли нравственность без догматов веры" (ib., 1862, I); "Дух евангельской заповеди о прощении обид" (ib., II); "Несостоятельность рационализма в мнимой религии естественной:" (ib., II); "Разум христианский" (ib., II); "Необходимость благодати, находящейся в церкви, для охранения истин веры и поддержания в людях чистой нравственности" (ib., III); "Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума" (ib., 1863, I и II); "Русский раскол пред судом истины и церкви" (ib., 1864, 1, II и III).

См. П. Знаменский, "История Казанской дух. академии" (вып. I и II); А. Р—ий, "Юбилейное торжество преосвященнейшего В., викария костромского, епископа кинешемского, 29 сентября 1895 г." (Кострома, 1895).

Вениамин бен Иона Тудельский

(из небольшого городка Тудела, на Эбро) — как путешественник занимает выдающееся место не только в еврейской литературе, но и в европейской письменности XII века вообще, так как он на целое столетие опередил Плано-Карпини и Марко Поло. Неизвестно, с какой целью В. совершал свои путешествия; мы знаем только, что начало их относится к 1163 или 1165 году по Р. Хр., и что он вернулся на родину в 1173 г. Как все почти средневековые путешественники, В. не делает различия в своих рассказах между теми местностями и городами, которые он сам посещал, и теми, о которых он узнавал из устных рассказов в соседних странах. Оттого и существует значительное разногласие между учеными исследователями относительно числа посещенных В. стран. В то время, как одни (Кармоли, Лелевель и др.) полагают, что В. объездил весь почти известный тогда материк, другие (Ашер, Гретц и др.), по-видимому, с большим правом, значительно сокращают это число. Но во всяком случае, область несомненных путешествий В. в Европе, Азии и Африке весьма значительна. Отправившись из Сарагоссы, В. через Таррагону, Барселону и Нарбонну прибывает в Марсель, откуда отправляется морем в Италию. Проехав Италию с севера на юг, В. в Отранто опять садится на корабль, посещает Корфу, Грецию, и через Негропонт и Салоники прибывает в Константинополь. По весьма вероятному толкованию Лелевеля, В. побывал тогда и у болгаро-македонских славян, на что указывают приводимые им славянские названия городов и рек. Из Константинополя В. посещает острова Архипелага и через Тарс вступает в Азию. Оттуда через Антиохию отправляется он в Иерусалим и Хеврон, посещает Мертвое море, источники Иордана, Дамаск и Алеппо, южную часть Армении и через Курдистан прибывает в Моссул. Спускаясь по Тигру, посещает Багдад и города по нижнему течению Евфрата. По мнению некоторых ученых, он затем отправился из Бассоры в Персию и индийские острова, и оттуда в южную Аравию, затем через Аден и Чермное море прибыл в Египет. Другие же исследователи полагают, что В. не посещал Персии и Цейлона, и что после Багдада он через Персидский залив и Чермное море прямо отправился в Фостат (древний Каир). Посетив еще разные другие египетские города, В. отправляется в Сицилию и оттуда возвращается в Испанию в 1173 г., пробыв, таким образом, 8 или 10 лет в чужих краях. О всех посещенных им землях и городах В. сообщает более или менее обстоятельные известия, преимущественно, разумеется, о местных еврейских общинах; но при этом не упускает из виду и общеинтересных сведений. Он сообщает также слышанное им об Аравии, Индии, Малабаре, Тибете, Кафирастане, Хиве, Самарканде и Китае. Краткие упоминания имеются у В. о северной Франции, прирейнской Германии, Чехии и Руси ("...Что касается Ρусии, то это пространное государство, от врат Праги [ чешской ] до врат Киева, великого города, находящегося на границе государства. Эта страна гористая и лесистая; там находятся звери, называемые вевргис [ это напоминает слова Нестора, что русские племена платили хазарам дань: по белой веерице ], кои суть зблинц (zibelines)").

Подобно всем средневековым путешественникам, В. принимает на веру баснословные рассказы и предания туземцев и без всякой критики заносит их в свою книгу. Это обстоятельство послужило поводом к дискредитированию всего сочинения В. в XVII и XVIII веках. Новейшей же ученой критике вполне удалось восстановить его значение в истории географии, причем даже многое из казавшегося совсем нелепым получило удовлетворительное объяснение.

Первое издание текста вышло в 1543 г. в Константинополе (Сончино), затем он был переведен на разные европейские языки. Лучшее критическое издание напечатано в 1840—41 гг. в Лондоне, вместе с английским переводом и со многими историческими и географическими примечаниями издателя Ашера, Лебрехта, Раппопорта, Цунца и английских географов. В 1852 году Иоахим Лелевель написал в Брюсселе: "Examen géographique des voyages de Benjamin de Tudèle". Затем следует отметить, что знаменитый географ К. Риттер в своем сочинении "Erdkunde" постоянно пользуется сведениями нашего путешественника и придает им большое значение. На русском языке есть издание П. Марголина "Три путешественника" (СПб., 1882). К сожалению, издатель совсем не был подготовлен к своей задаче и, вдобавок, пользовался изданием, в которое вошли апокрифические вставки и где есть также пропуски.

А.

Вениамин мученик

— диакон, пострадавший в V в. в Персии, в царствование Феодосия Младшего. Память празднуется 31-го марта и 13-го октября.

Вениамин Пуцек-Григорович

— был архиепископом Казанским во время Пугачевщины и свидетелем нападения Пугачева на этот город. Оклеветанный перед императрицей Екатериной II, он отдан был под следствие, но оправдался и в 1775 году был возведен в сан митрополита. Сочинения его были напечатаны в "Казанских Губернских Ведомостях" за 1844 год и в "Православном Собеседнике" 1859 года. Его библиотека поступила в Казанскую семинарию, где хранится и теперь.

Вениамин Румовский

— архиепископ Нижегородский с 1804 года († 1811) и духовный писатель. Известны его сочинения: "Новая Скрижаль" (13 изд., 1870) и "Подробное историческое описание Архангельской губ.".

Вениамин Смирнов

— архимандрит Сийский и инспектор Архангельской семинарии, с 1824 года действовавший в качестве миссионера среди самоедов Архангельской губернии. На этом последнем посту он не только трудился на пользу православной церкви, обратив к ней в течение 5 лет более 3000 человек, но и сделал много этнографических наблюдений над жизнью инородцев, отчасти не потерявших своего значения и теперь. Он умер в 1848 г., и лишь после смерти появились его сочинения "Записки об обращении мезенских самоедов" (в "Христианском чтении" за 1850 г.) и "О быте мезенских самоедов" (в 3 книге "Вестника географического общества"). Биографические сведения о нем в "Христ. Чтении", 1861 г.

Вениаминов, Петр Дмитриевич

— профессор Московского университета. Образование получил в Заиконоспасской духовной академии и Московском университете, затем отправлен за границу, где учился в Кенигсберге и Лейдене. С 1766 года читал медицинскую ботанику, потом химию и практическую медицину. В 1765—67 г. издавал "Московские Ведомости". Умер в 1775 г.

Венивский Антон

— один из первых драматических писателей в Польше. Он жил в XVI веке. Биографических известий о нем почти нет; известно только, что он написал пьесу "Cudowne wesele albo czarodziej Hymen".

Вениг, Карл Богданович

— профессор исторической и портретной живописи, род. в 1830 г. В 1844 г. поступил в Академию художеств, где главным его наставником был Ф. А. Бруни. Имеет все академические медали. Большую золотую медаль получил за программу "Эсфирь перед Артаксерксом". В том же году отправлен пансионером Академии за границу и, поселившись в Риме, изучил итальянскую живопись эпохи Возрождения. Там же начал картину "Положение во гроб" (1860 г.). В 1862 г. получил звание профессора исторической живописи за картину "Ангелы возвещают погибель городу Содому" (Москов. публич. музей). Из его произведений укажем: "Рождество Богородицы", "Успение ", 16 фигур святых и две картины, исполненные по картонам Ф. А. Бруни, для храма Спасителя в Москве; "Распятие" в Николаевской лютеранской церкви в Ревеле, "Последние минуты Григория Отрепьева" (1879), "Русская девушка".

В. Ч.

Вениеро

(Veni ero) — семья венецианских поэтов XVI в. — Доминик В. (1517—82) — один из членов литературного кружка, основавшего "Венецианскую академию" (1558), друг Бембо, Бадоаро, Паоло Мануцио. Он первый ввел акростих в итальянскую поэзию. Собрания его произведений много раз издавались (последний раз в 1751 г. в Бергамо) — Брат его Лаврентий, друг Аретина — автор двух скабрезных поэм в духе того времени. — Маттео (1550—1586), сын Лаврентия В., известен остроумной пародиею (Strazzota) на одно из произведений Петрарки.

Веник

1) банный заготовляется из березовых прутьев, толщиною 1 1/2 — 2 линии, покрытых вполне развитыми листьями; один рабочий с двумя помощницами, занимающимися вязкою В., могут заготовить в течение дня, при средней полноте насаждения, 200 — 300 пар, причем с десятины леса получается приблизительно 1000 — 1500 штук. Прутья называют в В. волотью, а связанную его часть — комлем. 2) Кормовый В. вяжется из тонких стволиков, сучьев и ветвей, предназначаемых, вместе с покрывающими их листьями, в корм скоту, преимущественно овцам, которые охотно едят ясень, ильмы, бирючину, жимолость, крушину, красную смородину, калину, черемху, рябину, малину, липу, дуб, ивы (S. pentendra, S. сарrea, S. alba), ольху и березу.

В. С.

Венис

— сокол перышко, служит предметом одной русской сказки, которая и по своему содержанию, и по названию птицы (Венис) совершенно напоминает греческого возрождающегося в пламени Феникса.

Вениса

— см. Гранат.

Венисангара

(Venîsamhâra = плетение косы: venî = кoca, samhâra от корня har + sam = слав. Венисангара = собирание, стягивание) — одна из любимых индийских драм (шесть актов), известная уже в Χ в. по Р. X. Автором ее считается Бхатта Нараяна (Bhatta Nârâyana), a время возникновения, по соображениям Грилля, издавшего ее (Лейпциг, 1871), относится к VI в. до Р. X. Содержание заимствовано из Магабгараты [Эпизод с Драупади (Dräupdi), которого один из братьев Дуръйодханы (Duryodhana) притаскивает за волосы в собрание]) и в поэтическом отношении стоит невысоко. Несмотря на это, драма давно уже пользуется широкой популярностью, так как написана с явной целью прославления бога Кришны (Krishna), поклонники которого очень многочисленны в Индии. Английский перевод издан индийским ученым Sourindro Mohun Tagore (Калькутта, 1880); критическое издание с туземным комментарием сделано индийским ученым Jibananda Vidyasagara (Калькутта, 1875).

С. Булич.

Вениус, Отто

(Venius — латинское название настоящей его фламандской фамилии Ottavio van Veen) — фламандский живописец (1558—1629), один из учителей знаменитого Рубенса. В. учился живописи сначала в Люттихе, потом в Риме, где провел пять лет в школе Цуккаро. По возвращении в отечество он состоял в разных должностях сначала у люттихского князя-епископа, а потом в Брюсселе у пармского герцога. Только в 1594 г. вписался он в члены художественной корпорации св. Луки в Антверпене, а в 1603 г. избран старшиною. Но и в это время он имел много сношений с правящими лицами и занимал должности то гофмаршала, то монетного директора. Произведения В. носят печать высокого и изящного стиля, отличаются правильностью рисунка, но не свободны от влияния Цуккаро, довольно холодны и манерны. Из лучших его произведений "Призвание св. Матвея" и "Милосердие св. Николая" находятся в Антверпенском музее, "Воскрешение Лазаря" — в Генте.

Ф. П.

Веничек

(венички) — название некоторых растений: Thlaspi arvense (см. Ярутка), Lepidium ruderale (см. Клоповник) и видов полыни: Artemisia campestris, austnaca, maritima.

Венк фон Венкгейм

(Wenckh von Wenckheim) — дворянский дом, переселившийся в XV веке из Франконии в Венгрию. В XVIII веке возведен в баронское достоинство; одна ветвь его с 1802 г. носит графский титул. Барон Бела В (род. 1811, † 1879 г.) играл видную роль во время политических волнений в 1848 г., принадлежал к партии Франца Деака и при создании австро-мадьярского дуализма в 1867 г. назначен министром внутренних дел, а в 1875 г. был первым министром, но отказался через полгода от этого звания и вернулся к прежнему портфелю.

Венки

имеют большое значение в обрядах всех европейских и большинства азиатских народов; В. служит символом девичества и прежде только девицам можно было носить этот головной убор. В России старинный обычай класть зеленый В. на голову невесты сменился венчанием металлическими венцами, вследствие чего невеста называется княгиней, а жених князем. В тех местностях, где сохранилось употребление цветочных венков, существует обычай, что невеста — вдова или девушка, но утратившая свое девичество, — венчалась без венка. В день Купалы девушки бросают в реку свои венки, а юноши их ловят; кто чей венок словит, тому девушка назначена судьбою в супружество. Существует, наконец, известное время, назначенное специально для обрядов с венками: так, девушки плетут В. в семик, а расплетают в троицын день.

И. Л.

Венлокский ярус

— один из ярусов верхнего отдела силурийской системы (см.), составленный рухляковыми сланцами с подчиненными им известняками; богат кораллами.

Венн

(Venn, или Veen), также Высокий Веен (собственно Фенн, т. е. болото) — плоскогорье зап. нижнерейнской горной системы, принадлежащее частью к прусской Рейнской провинции, частью к Бельгии, находится на юго-востоке в связи с Эйфелем и на юге доходит до Вархи, а на востоке до Эркенсрура и Роера ниже Рурберга. На севере это плоскогорье опускается в низменную долину и продолжается с западной стороны в Бельгию. Это безлесное, пустынное и непроходимое плоскогорье, наполненное торфяными болотами глубиною в 1 — 6, даже в 8 м, принадлежит к самым печальным местностям Рейнской области. Высокий В. в тесном смысле, с истоками Роера и Гелле, лежит между городами Эйпеном, Монжуа и Мальмеди и отделяет от себя отроги в Бельгию. Его высший пункт есть Botrange, имеющий 695 м абсолютной высоты и находящийся почти в равном расстоянии от трех упомянутых городов. На северной стороне Высокого Венна есть цинковые и свинцовые руды; сюда примыкает также аахенская каменноугольная область, но главную составную часть гор составляет арденский сланец, с лежащими среди него торфяными болотами.

Венная грыжа

— см. Вены, болезни их.

Веннерберг, Гуннар

(Wennerberg) — поэт-композитор, родился в Литчьепинге (Lidkjöbing) 1817 г. Учился в Упсальском университете, где с 1846—49 г. был доцентом по истории искусств. С 1867 г. В. состоит членом Стокгольмской Академии наук. В 1870 г. был назначен министром народного просвещения, в 1875 г. членом государственного совета.

Музыкальная деятельность В. началась еще в студенческие годы. Упсала издавна прославилась даже за пределами родной страны своими студенческими ферейнами хорового пения. В., обладавший прекрасным баритоном и выдающимся музыкальным дарованием, был душою как музыкального кружка, так и вообще всего студенческого товарищества. В 1848 г. появился знаменитый сборник дуэтов "Gluntarne" (Глунтарне), который прославил имя В. не только как композитора, но и как поэта (текст также принадлежит ему), и приобрел в шведском обществе огромную популярность. "Gluntarne" представляет ряд (30) поэтических музыкальных картинок, рисующих студенческую жизнь в Упсале; быстро сменяющиеся настроения под впечатлением различных видов природы, местностей и сцен народной жизни выражены и словами и музыкой ярко, живо и местами высоко драматично, несмотря на то, что в картинках всего два действующих лица: Glunten (подросток) и Magisteren (магистр). Кроме "Gluntarne" В. написал: "De Tre" (юмористическое трио, 1850), серенаду (1851), несколько дуэтов (1853), ораторию и два гимна и несколько псалмов. Собрание его произведений "Samla de Scrifter" издано в 1881—85 г. в Стокгольме.

Веннефер

или Лохузу — р. Эстляндской губ., Везенбергского уезда; берет начало на Бантиферской возвышенности, на высоте 310 фут.; по переходе в Лифляндскую губ. впадает около Лохузу в оз. Пейпус.

Венный камень

— см. Вены, болезни их.

Венный шов

(Sutura venarum) — операция, при которой, в случае ранения вен, помощью тонких круглых игл сшиваются шелком края раненой вены так, что поверхности внутренней оболочки венозной стенки соприкасаются друг с другом. Применяется венный шов при чистых ранах больших венозных стволов, если размеры раны не превышают полуокружности сосуда. Этой операцией удается часто остановить серьезные венозные кровотечения.

Г. Г.

Вено

(веино, завеино, смеино, чешск. veno, польск. wiano, малорусск. винo) — в древности означало плату, то, что заплачено. Основное значение этого слова, утерянное уже в старину, была плата за венок, как символ девственности; затем употреблялось в двояком значении: 1) в значении выкупа, который платился за невесту (см. Выкуп); в этом значении В. дважды встречается в летописи: под 988 г., когда Владимир, вступая в брак с греческою царевной, "вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля" и под 1043 г. 2) Вместе с тем слово В. употреблялось (в Кормчих и у чехов) и в значении приданого, которое родители невесты дают жениху. В памятниках польского и литовско-русского права приданое, приносимое невестою называлось посаг, веном же называлась та сумма, которую муж записывал на своем имуществе в обеспечение приданого жены. Существование такой записи обуславливается системой общения имуществ в браке. Если цель брака — рождение детей — достигнута, то имущество, принесенное в виде приданого, остается навсегда в распоряжении семьи, т. е. идет в наследство детям, подобно имуществу мужа. Но детей может и не быть, и жена может пережить мужа, а между тем муж при жизни может воспользоваться имуществом жены. Для предупреждения этого муж при совершении брака обеспечивает целость приданого жены посредством залога на известной части своего собственного имущества. Первоначально не было определено на какой именно части его имущества может быть дано мужем такое обеспечение. Но впоследствии злоупотребления в пользу жены и во вред родственникам мужа заставили установить закон, по которому муж мог записать жене В. лишь на третьей части своих имуществ. Акт установления такого залога назывался веновою записью. Из литовского статута положения о В., но без указанного ограничения, перешли в Свод Законов (т. X, ч. 1, ст. 111, 1005, 1157) и действуют в губерниях Черниговской и Полтавской. Но в Своде Законов удержался лишь термин веновая запись, но не В.; под веновой записью закон разумеет придано-обеспечительную запись, выдаваемую женихом на такую часть своего недвижимого имущества, которая бы соответствовала принятому им приданому. Недвижимое имущество мужа, на коем обеспечено приданое жены, не может быть отчуждаемо, ни обременяемо долгами без ее согласия. Вступающий в брак со вдовой, которой приданое было первым ее мужем обеспечено, освобождается от обязанности выдавать ей от себя веновую запись. В Своде Законов остзейских, где принята германская система общения имуществ в браке, вено (Mitgabe, Brautschatz) отличается от приданого (Austeuer). К последнему принадлежат всякого рода движимости, которые жена, при вступлении в брак, приносит с собою собственно для себя и для домашнего обзаведения, а В. состоит из тех недвижимых имуществ и капиталов, которые жена приносит мужу не для покрытия одних только расходов при вступлении в брак, но с тою целью, чтобы этим в продолжение супружества облегчать ему издержки, с брачною жизнью сопряженные. Впрочем, В. составляет только то имущество, которое в брачном договоре именно было названо веном. О судьбе В. по прекращении брака смертью мужа — см. Вдова (стр.).

А. Я.

Вено Константиново

Статья большая, находится на отдельной странице.

Веновая запись

— см. Вено.

Веноза (г.)

(в древности Venusia, в Средние века Venusium) — город в итальянской провинции Потенце, в округе Мельфи; местопребывание епископа, имеет 7933 жителей (1881), построенный в XV столетии замок и старинные, в 1853 г. открытые еврейские катакомбы с еврейскими, греческими и латинскими надписями. В 291 г. до Р. X. Рим поселил в Венузии 200 0 0 колонистов, даровав им латинское право; во время второй Пунической войны эта прилегающая к Via Appia крепость была для римлян надежным опорным пунктом. В 208 г. до Р. X. близ В. пал консул Марцелл, завоеватель Сиракуз. В. была родиной Горация. Во времена лангобардов и франков город принадлежал к герцогству Беневентскому, в 1042 г. был завоеван норманнами и впоследствии составил княжество, которым владела фамилия Консальви.

Веноза, Джезуальдо

(ди Venosa) — князь (1588—1612), родом неаполитанец, композитор, автор мадригалов; характер их — меланхолический и чрезвычайно своеобразный. Пять первых книг мадригалов изданы в 1585 г. в Генуе. Полное издание мадригалов В. издано в Генуе в 1613 г.

Венозные лакуны

— этим названием означаются те наполненные венозной кровью промежутки между органами, заменяющие собою водоносные сосуды у тех беспозвоночных животных, у которых кровеносная система не представляется вполне замкнутой системой кровеносных трубок.

Н. Кн.

Венозные пазухи

твердой оболочки мозга представляют промежутки между пластинками твердой оболочки мозга (dura mater), наполненные венозной кровью и выстланные на своей внутренней поверхности продолжением внутренней оболочки внутренней яремной вены (vena jugularis interna); благодаря твердости заключающих их пластинок, В. пазухи не могут переполняться кровью, а также не могут спадаться при перерезке, чем отличаются от вен твердой оболочки. П. частью парные, частью непарные; наполняющая их кровь собирается из вен мозга, из мозговых оболочек, из средостения (Diploe) черепных костей и отчасти из органов зрения, обоняние и слуха. Венозными пазухами называют иногда и другие расширения вен, напр. те венозные расширения, которые, наполняясь кровью, вызывают набухание (пещеристые тела) половых органов.

Н. Кн.

Венозный синус

(sinus venosus) — особый отдел сердца низших позвоночных, образованный слиянием конечных венозных стволов или Кювьеровых протоков. Начиная с рептилий В. синус не отличим извне, а у птиц и млекопитающих он входит в состав предсердий, и все вены впадают в эти последние непосредственно.

Венок (стар.)

— употреблявшаяся у нас в старину сплошная повязка вокруг головы; в первоначальной форме это лента, впоследствии украшаемая золотом, жемчугом и дорогими камнями. Начельную часть повязки стали делать шире, иногда стоймя (в виде кики). Венок принадлежность исключительно девичьего убора, так как он носился только на открытых волосах. Удельный верейский князь Михайло Андреевич в 1486 г. пожаловал своей дочери "венец царской с городы да с яхонты, да с лалы, да с зерны с великими; другой венок низан великим жемчугом" ("С. Г. Г.", т. I, № 122).

Венок веревочный

— употреблялся при заряжании сферических гранат и бомб. Означенные снаряды снабжались трубкою для воспламенения разрывного заряда и при заряжании для обеспечения от преждевременного разрыва необходимо было, чтобы снаряд лежал трубкою вперед. При вкладывании снаряда с дула он мог при дальнейшем движении по каналу повернуться, и веревочный В. назначался для устранения такого поворота.

А. Як.

Венок граций

— альманах на 1829 г., издан in 16° в Москве и посвящен "московским красавицам"; к нему приложен портрет императрицы Марии Федоровны, гравированный Е. Скотниковым. Статьи, почти все стихотворения, принадлежат неизвестным авторам и лишь немногие подписаны инициалами: А. З., Г. С., З. Р., М. В — й, М —., С. Ш.

М. М.

Венок из лука

— определенное число, смотря по местности, луковиц или головок обыкновенного репчатого лука, у которых оставлены надземные части — сухие "перья" — и из них сплетено кольцо. В Харьковской, Курской и др. губерниях в В. обыкновенно 18 — 24 луковицы, но в Черниговской 30 их штук, причем 5 В. составляют там пачку, между тем как в Гродненской губ. (Волковыский уезд) пачка лука определяется весом в 10 фунтов, а в Полтавской (Лубенский у.) — в 20 фунтов.

С.

Венсенн

(Vincennes) — небольшой г. во французск. департамент Сены, к В от Парижа, почти у самой линии парижских укреплений; соединен с Парижем железной дорогой и конно-железным путем; жит. 18 тыс. Особенно известны Венсеннские лес и замок. В. лес занимает 904 гект. и принадлежит к стариннейшим королевским лесам и местам королевской охоты. По окончании работ, которые были предприняты в 1858—60 гг., В. лес состоит в ведении города Парижа и принадлежит, вместе с Булонским лесом, к числу красивейших и охотно посещаемых пунктов парижских окрестностей. Замок Венсенн с XI века является одной из резиденций французских королей. Около него долго показывали дуб, под которым Людовик Св. держал суд. Филипп Валуа велел срыть старый замок и заложить новый, оконченный при Карле V. Во время английского нашествия В. неоднократно занимаем был неприятелем. Здесь умер (1422) Генрих V Английский. При Людовике XI Венсенн перестал быть королевской резиденцией и превращен в тюрьму для государственных преступников. В 1617 году здесь был заключен принц Конде, 40 лет спустя — герцог Бофор. Дидро провел 6 месяцев в Венсеннской крепости, Мирабо — целых 3 года. При Наполеоне I В. замок опять был местом заключения для лиц, казавшихся подозрительными полиции Фуше и Савари. В последний раз В. сыграл роль государственной тюрьмы в ночь на 2 декабря 1851 г., когда многие из арестованных депутатов были посажены в Венсеннскую крепость. В 1834 г. пристройка на восточной стороне Венсенна превращена в большой форт. В В. помещаются арсенал, казармы, стрелковая школа.

Венская декларация

была вызвана возвращением Наполеона I с острова Эльба во Францию. Конгресс (см. ниже), заседавший в Вене, 13 марта 1815 г. обнародовал декларацию, за подписью всех наличных членов (18 человек), в которой было сказано: "Наполеон Бонапарте вышел из пределов гражданской и социальной терпимости; как враг и нарушитель общественного спокойствия, он подвергает себя общественному преследованию". Присутствовавшие на конгрессе монархи также подписали эту декларацию.

Венская зелень

— см. Швейнфуртская зелень, Зеленые краски.

Венская клиника

— собрание лекций практической медицины, ежемесячное издание, под редакцией д-ра Шнитцлера, переводилось на русский язык с немецкого под редакцией А. И. Петрова и М. М. Шершевского и выходило выпусками в СПб. в 1875-78 гг., составившими 2 тома; издавал С. Исаков. С июля 1880 г. перешло к Н. Н. Цылову и при нем под заглавием: "В. К. в русском переводе" выходило ежемесячно под редакцией профессоров и доцентов медицинской академии. С 1882 г. переменено название на "Международная клиника".

Венская мебель

— см. Гнутые изделия из дерева.

Венские мирные договоры.

— В Вене заключены следующие 4 мирных договора.

1) Венский договор от 18 ноября 1738 г между императором Карлом VI и французским королем Людовиком XV и его союзниками, после войны за польский престол. По предварительным условиям этого мира, установленным еще 3 октября 1735 г., королевство Обеих Сицилий уступлено испанскому инфанту дон Карлосу (Карл III), а Австрия получила взамен Парму и Пиаченцу. Великое герцогство Тосканское, за прекращением рода Медичи, перешло во владение герцога, Франца Стефана Лотарингского (мужа Марии-Терезии, будущего императора Франца I), тогда как наследственная земля последнего, Лотарингия, уступлена пожизненно низверженному королю польскому Станиславу Лещинскому, по смерти которого она была присоединена к Франции. Наконец, королевство Сардинское получило приращение насчет миланских владений: Новарру и Тортону. Франция гарантировала прагматическую санкцию и признала Августа III саксонского королем польским.

2) Венский мир от 14 октября 1809 года заключен в замке Шёнбрунне, где в то время находилась главная квартира Наполеона I. Австрия понесла следующие потери: 1) Зальцбург с Берхтесгаденом, Иннский округ и западная часть Гаузрукского были присоединены к Баварскому королевству. 2) Саксония получила несколько участков в верхней Лузации и половину соляных копей в Величке. 3) Западная, или новая, Галиция, крепость Замосц с ее округом, Подгорже и Краков с его округом, всего до 1500000 жит., отошли к герцогству Варшавскому. 4) Россия получила в восточной части старой Галиции область с 400000 населения. 5) Виллахский округ Крайны, Монте-Фальконе, Герцский округ, Триест, Каринтия, 6 округов Военной границы, часть Кроации, Фиуме, Венгерское прибрежье, австрийская Истрия, долина реки Савы, Разунский округ в Граубюндене оставлены Наполеоном за собою; потом многие из этих земель вошли в состав Иллирийского королевства. Австрия потеряла в общем 110000 кв. км с 3 млн. жит. и была совершенно отрезана от Адриатического моря. Она признала все земельные изменения в Испании, Португалии и Италии, присоединилась к континентальной системе (см. это слово) и обязалась уплатить 85 млн. фр. военной контрибуции.

3) Венский мир 30 октября 1864 г. заключен между Австрией и Пруссией, с одной стороны, и Данией, с другой. По этому миру датский король Христиан IX уступил все свои права на герцогства Шлезвиг, Голштинию и Лауенбург императору Францу-Иосифу и королю Вильгельму I, обязавшись наперед признать все дальнейшие распоряжения, которые будут сделаны в этих странах обоими союзниками. Вместе с тем было выговорено, что герцогства принимают на себя 29 млн. датских талеров из общего датского долга и уплату военных издержек союзным великим державам. Вытекшее из этого мира совместное владение Австрии и Пруссии послужило одним из поводов к столкновению, окончившемуся Австро-Прусской войной 1866 г.

4) По Венскому миру от 3 октября 1866 г., заключенному между Австрией и Италией, император Франц-Иосиф дал свое согласие на присоединение Венецианской области (уступленной 4 июля 1866 г. Наполеону III) к Италии, а Виктор-Эмануил принял на себя лежавший на этой области долг и обязательство уплатить 35 млн. фл. австрийской государственной казне. В то же время Виктору-Эмануилу была передана ломбардская железная корона.

Венские посольские конференции

собирались два раза. 24 июля 1853 г. в Вене собрались уполномоченные Австрии, Франции и Пруссии для обсуждения мер к разрешению Восточного вопроса, другими словами — к ограждению Турции от Poccии; переговоры с Россией ничем не кончились благодаря явной враждебности венского двора и прекратились 16 января 1854 г. после вступления союзного флота в Черное море. Вторично конференция состоялась 15 марта 1855 г. для разрешения четырех вопросов: о дунайских княжествах, о судоходстве по Дунаю, об ограничении русского господства на Черном море и о положении христианских подданных султана. Австрия предлагала ряд проектов к ослаблению Poccии, но ее усилия разбились о стойкость русских уполномоченных, и конференция закрылась без последствий 4 июня 1855 года.

Венский конгресс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венский лес

(Wiener Wald) — горы в окрестностях г. Вены, в Австрии; отроги Альп, тянутся с ЮЗ на СВ до берегов Дуная. Горы состоят из песчаника, покрыты лесом. Высшие точки: Шёпфель (893 м), Штольберг (883 м), Железные ворота у г. Бадена (831 м) и др. Летнее местопребывание жителей г. Вены.

Венский Шик

— ежемесячный журнал (исключительно картин и мод, с пояснительным к ним текстом), издается в СПб. с 1899 г. Издатель-редактор Н. Д. Финкельштейн.

Венский-Нейштадт

(Wiener-Neustadt) — город в эрцгерцогстве Австрийском на р. Фише, в 50 км к югу от Вены, насчитывающий 25324 жит. (1890). После большого пожара 1834 г. В.-Нейштадт отстроен заново, и старинные городские стены и ворота срыты; но до сих пор сохранились еще некоторые достопримечательные здания, как, например, древний герцогский, впоследствии императорский замок, в котором в настоящее время помещается Военная академия, основанная Mapиeей-Teрезией. Оживленная торговля, машиностроительные и железоделательные заводы, мельницы, обширный пивоваренный завод. В австрийской истории В.-Нейштадт играет выдающуюся роль. Основанный герцогом Леопольдом VI в 1190 г., город служил любимой резиденцией многих правителей; здесь родились императоры Фридрих III и Максимилиан I. Последний покоится в местной замковой церкви. В войнах с турками городу многократно угрожали неприятельские полчища. Кроме опустошительных пожаров, В.-Нейштадт за все время своего существования терпел также от землетрясений; особенно разрушительно для него было землетрясение 1768 г.

Венское питье

(Infusum sennae compositum; aqua laxativa viennensis) — в старину очень употребительное слабительное. Состоит: настой 2 частей александрийского листа (folia sennae) на 12 частей воды, с прибавлением 3 частей сегнетовой соли (natro-kalium tartaricum) и 3 частей манны (manna). Действует довольно быстро и верно, как составными частями александрийского листа (главное — катартиновая кислота), так горькою солью и маннитом. Противен на вкус. Употребление В. питья не вызывает последующего запора.

А. Л. — ий.

Венское тесто

(pasta caustica viennensis) — состоит из едкого кали (kali hydricum) и едкой извести (calcaria usta, calcium oxydatum) в равных частях; порошок такой смеси перед употреблением превращается посредством прибавления спирта в тесто или же применяется в сухом виде. Действует на ткани тела прижигающим образом; разрушает ткани на месте приложения на большую глубину и очень скоро, от 5 до 30 мин. В старину В. тесто употреблялось довольно часто для выжигания новообразований на коже, а в наше время, при развитии хирургии, оно находит применение очень редко.

A. Л — ий.

Венславский, Самуил

— польский историк и дипломат XVII в. Он служил в войске и особенно отличился в 1658 г. Ян-Казимир и Ян Собесский пять раз посылали его с дипломатической миссией в Москву, в Турцию и к Запорожскому войску. Он умер в 1690 году, оставив историю Гонсевского, убитого войском в 1664 г. Сочинение это издано в 1691 г., под заглавием "Victor et victus V. С. G ą siewski". Кроме того, он оставил в рукописи "Dzieje panowania Zygmunta III".

Венсович, Иван Федорович

— профессор Московск. университета, род. 1769, образование получил в Московском университете, с 1803 читал на медиц. факультете диететику, а с 1805 анатомию, физиологию и судебную медицину. С 1809 был деканом медицинского факультета. Как секретарь москов. медиц.-физич. общества, редактировал сборник этого общества (т. I, 1808) и напечатал несколько медицинских статей.

Вента

— см. Карбонарии.

Вента (река)

— см. Виндава.

Вентворт

— см. Страффорд.

Вентель

или вентерь — промысловая снасть, употребляемая в различных формах для ловли рыбы, а также дичи. Рыболовный В., иначе вятель, фитиль, крылена, имеет форму колокола, состоящего из круглой сети, натянутой на нескольких деревянных, постепенно уменьшающихся в диаметре обручах, расположенных в расстоянии 1 1/2 — 2 аршин один от другого. Глухой конец сети, за последним, меньшим обручем, называемый кутцем, прикрепляется ко дну реки колом. К самому большему обручу привязывается воронкообразная сеть, входящая внутрь В. и укрепляемая веревочками таким образом, что отверстие ее, называемое ушинком, приходится в середине В., у второго обруча. К переднему обручу приделываются два, сделанные из сети, длинные крыла, направляющие рыбу в вентель. В. вмещает в себя одновременно не более 3 пуд. рыбы.

В. для ловли серых куропаток отличается от рыболовного тем, что в нем не имеется внутренней сети. Куропатки загоняются в него промышленником, укрывающимся за особым переносным щитом, сделанным из парусины, натянутой на деревянную раму. Описанный способ ловли чрезвычайно истребителен и преследуется нашими законами. Совершенно иным устройством отличаются В. для ловли тетеревов, употребляемый исключительно на севере России и в Сибири. В местностях, где держатся тетерева, вбивают развилистый кол, между верхними концами которого укрепляют перекладину, с привязанными к ней снопами овса и гречихи. Вокруг кола вбивают, на расстоянии 1/2 вершка, тонкие жерди таким образом, что они образуют подобие рыболовного, вертикально поставленного вентеля, устье которого, скрепленное прутьями, имеет не менее аршина в поперечнике. В устье вставляются два обвитых соломою с колосьями обруча на оси, которая привешивается своим центром на верхней, возвышающейся над В. перекладине. Тетерева, увидев хлебные колосья, садятся сначала на перекладину, а затем спускаются на обручи, перевешивают их и падают вниз, внутрь В., откуда, по тесноте, не могут уже выбиться.

С. Б.

Вентидий Басс

(Публий) — римлянин низкого происхождения, во время последних триумвиров достигший звания консула; одержал 3 блестящих победы над парфянами (42—38 до Р. X.).

Вентиляторы

(техн.) — так называют воздуходувные снаряды или заводские приборы, искусственно производящие движение воздуха (ветер, как показывает словопроизводство) в желаемом направлении при помощи вращающихся лопастей, или крыльев. В. могут служить поучительным примером обратимости явлений: движение воздуха способно приводить в круговращение мельничные и другие к тому приспособленные крылья и производить через их посредство механическую работу; но и механическая сила при помощи крыльев вентилятора способна производить движение воздуха. Неизбежные при таких передачах потери движений могут быть уменьшаемы; величина их зависит от перехода некоторой части работы в теплоту (развивающуюся, напр., при сжатии воздуха, в подшипниках от трения и т. п.) и достоинство приборов определяется мерою потери, при сем происходящей. Если бы не было этих неизбежных потерь, то легко было бы вычислить, какая затрата механической работы (в килограмм-метрах в секунду) требуется для сообщения данной массе покойного воздуха определенной скорости движения (в секунду), но в действительности дело крайне усложняется в зависимости не только от устройства передаточного прибора, но и от того сопротивления, которое должна преодолевать получаемая при помощи В. струя воздуха, потому что от этого зависит степень сжатия, которую должно придать воздуху вентилятором, чтобы он мог, преодолев встречающиеся сопротивление, произвести желаемое движение воздуха. Поэтому механическая теория В. очень сложна, и устройство В. весьма разнообразно, смотря по тем целям, для которых они устраиваются. В промышленном отношении должно отличать, кроме высасывающих вентиляторов (применяемых, напр., для вытягивания воздуха из жилищ, рудников и т. п., см. Вентиляция рудников, зданий), нагнетающие воздух или вдувающие его в желаемое помещение, напр. в веялки, вагранки и горны (см. эти слова) и т. п. Такие вдувающие В. очень часто применяются в металлургических производствах для раздувания горящего угля или кокса и рассматриваются в статье "Воздуходувные приборы ", так как для этой же цели служат нагнетающие цилиндрические насосы, вододействующие и различные другие приспособления. Применение В. для вдувания воздуха ограничивается тем, что они, во избежание значительной потери на трение твердых частей, представляют всегда крылья или вообще твердые части, насаженные на ось, приводимую в движение, и окружаются свободною оболочкою, в которой и устанавливается движение воздуха, обыкновенно от оси к концу крыльев или движущихся частей В., а эти концы не касаются вплотную к оболочке В. Поэтому между тою частью В., в которую входит воздух (где давление уменьшено), и тою, из которой он выходит в сжатом состоянии, не существует полного разобщения (как в насосах), и следовательно, давление, достигаемое В., не может превосходить известной нормы, зависящей от множества разных влияний, но, во всяком случае, практически незначительной. Там, где требуется получить значительное сжатие воздуха, а через то и большую быстроту его движения, употребляются уже меха, нагнетательные насосы и т. п. Главное удобство В. состоит в том, что в них производится движение вращательное, сравнительно легко получаемое всякими двигателями.

Δ.

Вентиляционные дыры

— отверстия, прогрызаемые жуками короедами (Тоmicidae) наружу из маточного хода (см. Лубоеды). В. дыры существуют у многих видов короедов и бывают особенно многочисленны в тех случаях, когда маточный ход находится в глубоко лежащих слоях коры.

Вентиляция зданий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вентиляция рудников

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вентимилия

(Ventimiglia) — город в итальянской провинции Порта-Маврицио, в округе Сан-Ремо, при впадении Ройи в Средиземное море, итальянская пограничная крепость, в 11 км к востоку от Ментоны. Лежит на склоне горы, окруженной значительными укреплениями, имеет более 5 тыс жит., гавань, таможню и в городской ратуше собрание римских древностей. В., в древности Albium Intemelium (Albintimilium) в Лигурии, в Средние века носила название Vintimilia, Vintimilium, Vigintimilium.

Вентино

— серебряная монета в Гое и на Малабарском берегу = 1/4 тано (около 18 3/4 коп.) — см. Тано.

Вентиньяно, Чезаре

(Ventignano, герцог de La Valle) — итальянский драматург (1777—1860). Трагедии его "Медея", "Ипполит", "Ифигения", "Иоанна Грей", "Ромео и Джульетта" обратили на себя внимание своим изящным стилем и простотой. Но более всего имели успех его комедии, осмеивающие пороки высших классов итальянского общества ("Два века", "Столица и провинция", "Общественное мнение" и др.). Вентиньяно написал также несколько драм ("Buondelmonte" и др.) и ряд статей по политической экономии и философии истории; неоконченный комментарий в двух томах к знаменитому сочинению Вико "Scienza nuova", о пауперизме в Неаполитанском королевстве, о воспитании в высших и рабочих классах Италии.

Вентис

— Ласицкий в своем сочинении о литовских божествах говорит, что более знаменитые литовские семейства имели свои собственные божества; так, напр., божеством семейства Кесгайлов был Рекигиовум, Михалевичей — Сыдзиум, Микошов — Симонайтес, а Шемиотов — Вентис.

Вентнор

— город на о. Вайт (см. это слово), в Англии.

Вентура

(Ventura, отец Иоакимо) — выдающийся итальянский проповедник и богослов, род. 1792 г. Принадлежал сначала к ордену иезуитов, потом к ордену театинцев, в котором, как талантливый проповедник, скоро достиг высших ступеней. В своей брошюре "La causa dei regolari al tribunale del buono sensu" В. обнаружил крупный полемический талант. Принимая деятельное участие в издававшейся в Неаполе "Encyclopedia ecclesiastica", В. явился проводником в Италии идей Ламеннэ (первого периода его деятельности). За надгробное слово Пию VII и соч. "О влиянии XVI в." он заслужил прозвание итальянского Боссюэта. В 1828 г. его книга "De methodo philosophandi" вызвала против него нападения протестантов и галликан, и сам Ламеннэ написал против В. ряд статей в журнале "L'Avenir". Со вступлением на папский престол Пия IX В. увлекся общим движением, и его два знаменитых надгробных слова О'Коннеллю и жертвам венской осады явились событиями большой политической важности. Как уроженец Палермо, В. выступил с 3 памфлетами в защиту независимости Сицилии и законности нового сицилийского правительства, приняв на себя с согласия папы звание уполномоченного этого правительства при ватиканском дворе. Вместе с аббатом Розмини В. пытался образовать итальянскую федерацию под временным главенством папы; когда это не удалось, и папа бежал в Гаэту, В. в ряде статей в "Римском Мониторе" горячо отстаивал необходимость отделения церкви от государства. Потеряв вследствие всего этого доверие ультрамонтан, В. после восстановления папской власти оставил Италию и поселился во Франции. Здесь в 1849 г. он издал "Письма к протестантскому министру", где, между прочим, говорит, что "папа из-за клочка земли потеряет Церковь". Как богослов, В. держится того воззрения, что в Средние века, именно в Фоме Аквинском, католицизм достиг высшей точки своего исторического значения. В. умер в 1860 г.

Вентцель, Август

(Wentzel) — прусский юрист, родился 1799 г. в Бреславле, занимал в Пруссии разные судебные должности, в качестве прокурора при Берлинском суде руководил обвинением во время большого польского процесса (с августа по декабрь 1847 г.), был членом немецкого национального собрания во Франкфурте на Майне и второй прусской палаты, где принадлежал к левой. Умер в 1860 г. Написал: "Der preussische Mandats — summarische und Bagatellprocess" (Бресл., 1833); "Das preussische Strafrecht" (Бресл., 1837); "Das Schlesische Localrecht" (Бресл., 1840); "Die Preussische Konkurs-Ordnung" (Бресл., 1855 г.).

Венусберг

(Venusberg, т. е. Венерина гора) — название, которое носят многие горы в Германии, особенно в Швабии. Сколько известно, название это встречается впервые в средневековом стихотворении "Kinder von Limburg" или "Margrete von Limburg", сочиненном около 1357 года (издан. ван ден Бергом, Лейден, 1846) и потом неоднократно повторяется в литературе XV и XVI веков, сохраняясь также в сказаниях и народных песнях. По смыслу этих сказаний, Венера живет, как царица, в этих горах, увеселяя себя игрою, пением и танцами. Из людей некоторые гостят у нее более или менее продолжительное время, проводя жизнь в наслаждениях, которые для иных длятся до дня Страшного суда. В числе их сказания называют героя упомянутого романа Генриха фон Лимбурга, благородного Тангейзера и Шневбургера в В. близ Уфгаузена, в окрестностях Фрейбурга. Им грозит, по большей части, опасность лишиться вечного блаженства, почему у входа во внутренность горы сидит верный Экарт и предостерегает от вступления в нее. Впрочем, эта внутренность не всегда изображается в таком привлекательном виде; напротив, из нее слышатся порою стоны осужденных, а у Гейлера фон Кейзерсберга есть описание ночного въезда ведьм в В. Многочисленные сказания этого рода соединяются также с другими горами, особенно с Гозельбергом, или Газельбергом, близ Эйзенаха в Тюрингии. Судя по основной мысли этих сказаний, источником их служила древняя германская мифология. Германская Венера — это скрытое под заимствованным из классической мифологии именем материнское всемирное божество древней германской религии, в образе богини подземного мира; но она является и под многими другими немецкими именами, выражающими какое-либо особое понятие о ней, как то: Гульды (die Holde, милостивая), Гильды (борьба), Берхты (блестящая), Гелы (скрывающая: откуда произошло немецкое "Hölle") и проч. Верный, предостерегающий других от опасности Экарт, сидящий у входа горы, есть тот самый, который сопровождает Гульду на ее дикой охоте и убеждает встречающихся ему людей сходить с дороги, чтобы с ними не случилось какого-либо несчастия.

Венусти, Марчелло

(Venusti) — итальянский живописец (1515—1576, по другим — 1586). Ученик сперва Пиерино дель Вага, а потом Микеланджело, он помогал ему в его больших работах в Риме и Флоренции и писал с его рисунков. Самое любопытное произведение В. — удачная копии с картины Микеланджело "Страшный суд", сделанная для кардинала Фарнезе; она находится в Неаполе и важна тем, что сохранилась лучше оригинала. Собственного сочинения В. картины: "Св. Екатерина" в церкви С. Агостино; "Поклонение пастырей" в ц. С. Сильвестро, в Монте-Кавалло в Риме; "Молитва на горе Елеонской" в ц. С. Игнатия в Витербо. Рисунок у этого художника правилен и изящен, колорит естественный и сильный, живопись тонкая. В Эрмитаже имеется образец его работы — небольшая картина "Мучение св. Стефана".

Венути

(Venuti) — имя трех братьев, итальян. археологов: 1) Никколо Марчелло В. (1700—55) руководил раскопками города Геркуланума и написал "Discrizione delle prime scoperte dell'antica citta di Ercolano" (Рим, 1749); 2) Рудольфино В. (1705—63), хранитель Ватик. музеев, автор многих отличающихся громадною эрудицией и точностью сочинений по рим. археологии, каковы: "Collectanea antiquitatum romanarum etc." (1736); "Antiqua numismata etc." (1739—44); "Numismata romanorum pontificum" (1744); "Accurata e succincta discrizione topografica delle antichita di Roma" (1763 и 1803); последнее превосходное сочинение и теперь еще можно рекомендовать исследователю римских древностей; 3) Филиппе В. (1709—69) также издал несколько археологических сочинений, между прочим, о древних памятниках в Бордо.

Венцелий

— славный вождь рыцарей, спящих в горе Бланике (см. Бланик); он спит посреди воинов на своем статном белом коне в самой середине пещеры и, когда кто-нибудь из смертных людей потревожит сон рыцарей, успокаивает проснувшихся и велит опять заснуть. Когда же наступит время, он выведет своих рыцарей в последний бой, отстоит независимость своей страны и тогда только вместе со своими ратниками удалится на вечный покой.

И. Л.

Венцель, изобретатель

— изобретатель механизма для ружей, заряжаемых с казенной части. Затвор Венцеля принадлежит к системе откидных затворов вверх, и его предложение было применено в Австрии в 1876 году для переделки ружей, заряжавшихся с дула, на оружие, заряжаемое с казны.

А. Як.

Венцель, Карл Фридрих

(Carl-Friedrich Wenzel) — немецкий химик, род. в 1740 г. в Дрездене. Отец его был переплетных дел мастером и желал сделать своего сына тем же. Но юноша имел стремление учиться, уехал в Амстердам и там изучал медицину. Кончив курс, он вступил в качестве врача во флот и находился несколько лет в голландской морской службе. В 1766 он возвратился в Саксонию, стал заниматься химией и в 1780 был сделан директором Фрейбергских горных заводов. Он умер в 1793 г. в Фрейберге.

Оставаясь алхимиком и одним из последних адептов алхимического учения, он издал в 1773 г. "Введение в высшую химию". Но это направление нисколько не помешало В. внести в химию весьма важные факты и новые данные, которые вошли в его сочинение "Vorlesungen ü ber die chemische Verwandshaft der Körper" (1777). В этом сочинении В. первый доказал путем прекрасно сделанных анализов так назыв. закон сохранения нейтральности. Закон этот состоит в том, что при смешении растворов двух нейтральных солей может происходить (и всегда происходит) обмен между их составными частями, при чем появляются две новые соли (только такие случаи и изучал В.); эти соли непременно остаются нейтральными. Работа эта имела большой успех; вышеназванное сочинение В. вышло в 1779 г. вторым изданием; но труды В. были вскоре забыты, и только Берцелиус в начале нашего века обратил на них свое внимание и внимание европейских ученых (при чем, однако, приписал В. почти все работы другого химика — Рихтера). См. Gr. h. Hess, "Journal für praktische Chemie", т. 24, стр. 420, 1841 г.

М. Г. Δ.

Венценосный голубь

(Gouro s. Megapelia coronata) — самая крупная из голубиных птиц, достигающая 75 см длины. Он аспидно-синего цвета; верхняя часть спины и плечи грязно-буро-красные; поводка черная; большие покровные перья крыльев посредине белые, у основания черные, на конце буро-красные; хвост с аспидно-серою поперечною полосою, клюв грязно-серый; ноги красные. На голове хохолок рассученных перьев. В. голубь водится в Новой Гвинее и на соседних островах. Его часто держат в зоологических садах.

Э. Б.

Венценосный журавль

(Balearica pavonina) — голенастая птица из семейства журавлей (Gruidae). Он имеет 1 м длины; цвет его черный с синевато-серым налетом; на голове хохолок желтых и черных перьев; покровные перья крыльев белые; маховые перья предплечья золотистые; клюв черный с белым концом; ноги черно-серые. В. журавль водится в северной и западной Африке и иногда залетает на острова Сицилию, Мальту и Балеарские. Его часто держат в зоологических садах.

Э. Б.

Венцеслав или Венцель

(Wenzel, Wenceslaus) — немецкий император (1378—1400), старший сын императора Карла IV, из Люксембургского дома, родился в 1361 году. Его вступление на престол совпало с периодом религиозного и политического брожения в Германии. С целью успокоения его он попытался на нюрнбергском сейме 1383 г. уничтожить союзы городские и дворянские, но это ему не удалось ни тогда, ни в 1387 г. в Мерзебурге, и только в 1389 г. провозглашен был в Егере земский мир. Безуспешно он старался положить конец великому расколу католической церкви. Все эти неудачи усилили его страсть к вину и охоте, из-за которой он вскоре совсем перестал заботиться о делах правления. Вспыльчивый по натуре, он совершал разные жестокости, особенно по отношению к дворянству и духовенству; священника Иоанна Непомука он велел бросить в р. Молдаву с Пражского моста. Уже в 1384 г. чешская знать, на стороне которой был брат В., венгерский король Сигизмунд, продержала В. несколько месяцев в плену и освободила его лишь по настоянию немецких князей. Венцеслав пытался новыми жестокостями утвердить свое положение; но ряд возмущений заставил его согласиться на уступки, значительно уменьшившие его власть. В Германии его значение также падало; в 1398 г. рыцари и союзы городов лишили его права устанавливать налоги. Наконец, в 1400 г. четыре курфюрста, майнцский, кельнский, трирский и пфальцский, объявили его низложенным и на его место выбрали в императоры Рупрехта, курфюрста Пфальцского, который, впрочем, не всеми был признан. В это же время в Чехии опять начались волнения. Сигизмунд схватил Венцеслава и продержал 19 месяцев в заточении. Покровительствуя последователям Гуса, В. немало ослабил немецкий элемент в Чехии; в этом отношении особенно важен его декрет 18 января 1409 г., по которому Пражский университет был превращен в чешский, что вызвало удаление из него всех немецких профессоров и студентов. После смерти Рупрехта, в 1410 г., на императорский престол был избран Сигизмунд, которому Венцеслав уступил свои права. Он еще дожил до Пражского восстания, начала гуситских войн и умер в 1419 г. Ср. Pelzel, "Lebensgeschichte des rö m. und böhm. König W." (П рага, 1788—90); Weizsä cker, "Deutsche Reichstagsakten unter König W." (М юнхен, 1868—74); Linder, "Geschichte des Deutschen Reich unter Kö n ig W." (Брауншвейг, 1875).

Венцецветные

(Corolliflorae) — название обширного подкласса растений из двудольных сростнолепестных (по Декандолю). Общий признак всего подкласса заключается в том, что тычинки приросли к венчику и снимаются вместе с ним (у огромного большинства; но есть и отклонения от этого свойства); чашечка сростнолистная, венчики правильные и неправильные, с чашечкой не срастающиеся. Завязь у большинства свободная (верхняя), редко сросшаяся с чашечкой. Сюда относятся 38 — 40 семейств, главнейшие из которых следующие: пузырчатки (Lentibularieae), первоцветные (Primulaceae), колокольчиковые (Campanulaceae, с подсемейством Lobeliaceae), свинцовковые (Plumbagineae), маслиновые (Oleaceae), апоциновые (Аросуnеае, см.), асклепиадовые (Asclepiadeae, см.), горчанковые (Gentianeae), бурачниковые (Boragineae или Asperifoliae, см.), вьюнковые (Convolvulaceae, см.), пасленовые (Solaneae), норичниковые (Scrophularineae), заразиховые (Orobancheae), бигнониевые (Bignoniaceae, см.), вербеновые (Verbenaceae, см.), губоцветные (Labiatae) и подорожниковые (Plantagineae).

A. A.

Венциг Иосиф

— чешский писатель (1807—1876). Он был немецкого происхождения, получил образование в Праге и потом занимал разные должности в школьном ведомстве. Писал сперва по-немецки и особенно много переводил с чешского на немецкий, потом написал ряд чешских поэм и драм, которые напечатаны в "Ná rodni bibliotéce" (1872—76 г г.). Из немецких сочинений В. следует отметить его труды по истории чешской литературы, напр.: "Studien ü ber Th. v. Stitné" (1856), "Der neue Rath d es Herrn Smil von Pardubic" (1855) и др.

Венцлевский Сигизмунд

— польский филолог, проф. бывшей Главной школы в Варшаве. Родился в 1824 году, учился в Бреславле и Галле; потом занимал место учителя в Познани, профессора в Варшаве с 1863 до 1869 г. и наконец сделался профессором Львовского университета. Ему принадлежит перевод всех трагедий Софокла, Эсхила и Еврипида, а также нескольких комедий Аристофана; но главным образом он получил известность многочисленными своими исследованиями в области классической филологии и польско-латинской литературы. Из них более замечательны: "О poezjach Andrzeja Krżyckiego" ("Pamiętnik Akad. Krak.", 1874); "O niĺwiastach w starożytnej Grecji" (1865); "Historja literatury greckiej" (1868); "Î życiu, pismach i przekładach Klemensa Janickiego" (1869); он издал также хороший "Sł ownik grecko-polski" (1870).

Венцы около Солнца или Луны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венчание на царство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венчание, инженерный термин

1) В. воронки — устройство ложемента для стрелков вдоль ее переднего гребня и закрытое помещение позади воронки для траншейного караула, обеспечивающего ее от вылазок. 2) В. гласиса (см. Гласис). Так называется при постепенной атаке крепости постройка траншеи на поверхности гласиса, вдоль его гребня, с целью вытеснить обороняющегося с прикрытого пути (см. это сл.), устроить спуски в ров, а в прежнее время (ныне редкий случай) — и для постройки на гребне гласиса брешь-батарей и контрбатарей. 3) В. бреши, т. е. занятие и укрепление атакующим верхнего гребня бреши в крепостном валу, с целью прочно утвердиться на бреши, отогнать от нее обороняющегося, не позволять ему портить брешь и иметь возможность разработать подъем для удобного прохода штурмующего.

Венчание, церковная церемония

— церковная церемония совершения таинства брака, постепенно образовавшаяся в христианской церкви, о чем см. Брак. В России церковная форма брака принесена вместе с христианством, но "долго еще оставалась мертвою буквою для массы населения", продолжавшего заключать брак по старым, языческим обычаям. "Лишь мало-помалу, в течение веков, церковь привила народу религиозное сознание о браке и обряде церковном; однако же в малонаселенных местностях и в отдалении от приходов не только бывали в прежнее время, но и ныне еще, судя по достоверным свидетельствам, бывают случаи заключения браков безъявочным простым соглашением и сожительством, которое при удобном только случае скрепляется церковным обрядом или вовсе остается без венчания" (Победоносцев). По действующему русскому законодательству, церковная форма вступления в брак есть исключительный способ установления брачного союза для всех христианских исповеданий; только относительно раскольников, в силу особых условий их церковного положения, браки, в глазах закона, совершаются путем одной записи в метрические книги, ведение которых возложено на представителей светской власти (ср. Гражданский брак). Предположение религиозной формы бракосочетания закон проводит и по отношению к нехристианским исповеданиям, постановляя, что "брак во всех вероисповеданиях, терпимых в Российской империи, не исключая магометан, евреев и язычников, признается законным, когда оный совершен по правилам и обрядам их веры" (ст. 1113, Св. Зак., т. X, ч. I). Впрочем, рядом с этим имеется и более широкое определение, гласящее, что "каждому племени и народу, не выключая и язычников, дозволяется вступать в брак по правилам их закона, или по принятым обычаям" (ст. 90 ibid.).Таким образом, по господствующему правилу, в каждом исповедании бракосочетание совершается духовными лицами этого исповедания — священниками, раввинами, имамами, ламами и т. п. Термин же венчания, без погрешности, может быть относим лишь к способам бракосочетания, установленным в христианских церквах. Относительно В. в православной церкви закон постановляет, что ему должны предшествовать обыск и оглашение (см. эти слова). В. совершается в церкви, непременно днем, в личном присутствии сочетающихся, при двух или трех свидетелях, совокупно с обручением (см. это слово). В. вне церкви допускается лишь в исключительных случаях и не иначе как с благословения епархиальных apxиeреев. Бракосочетание особ Императорского дома с особами, в другой религии состоящими, может быть совершено и через поверенных заочно (Св. Зак., т. I, зак. основ., ст. 145). В юридическом отношении важнейший момент представляется в том, что священник торжественно спрашивает у брачующихся о согласии их на вступление в брак. В этой необходимой формальности обнаруживается значение В. как гражданского договора. — как правового способа установления брачного союза. Относительно бракосочетания по лютеранскому обряду русский закон постановляет, что для действительности бракосочетания необходим "предлагаемый священником вопрос обоим бракосочетающимся: добровольно ли и действительно ли их согласие на вступление в брак"; по католическому же закону, раз согласие на вступление в брак дано перед священником и свидетелями, то последующее благословение или венчание может даже вовсе не иметь места: действительность брака через это не ослабляется. Ср. Брак.

С. М.

Венчание (церк.) — Во время совершения таинства брака на жениха и невесту возлагаются брачные венцы, давшие и самому таинству название венчания. Знаменование венцов объясняет св. Иоанн Златоуст (9 беседа на I Тим.): "Венцы полагаются на брачующихся, в знамение победы, для того чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу". По мысли Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение, глаголя: "Раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею" и проч. (Быт. и, 28). Священник трижды благословляет венчанных и трижды произносит молитву: "Господи Боже наш, славою и честию венчай я (т. е. их)".

Венчау

— город Китая, см. Вэн-Чжеу.

Предыдущая страница Следующая страница