Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "В" (часть 20, Вел)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "В" (часть 20, Вел)

Предыдущая страница Следующая страница

Великая хартия вольностей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великая Четыредесятница

или Великий пост — время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне. В. четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого "чистым". Не считая Вербного воскресения, во всей Великой четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется по порядку наступления: 1-й, 2-й и т. д. седьмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение В. четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника), а читаются и поются Часы. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в воскресение — Василия Великого, а по субботам — обычная, Иоанна Златоуста. Особенной службой отличаются: пятница первой недели (память Феодора Тирона, и благословение Колива); четверг пятой недели — читается житие Марии Египетской и поют Великий канон (см. это сл.); суббота 5-й недели, назыв. "акафистной" — в похвалу Богородицы совершается "неседальное пение". Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется "преполовением" св. Четыредесятницы (в просторечии "средокрестье"). В. четыредесятница установлена в первые века христианства. В католической церкви Четыредесятница начинается со средины первой недели В. поста, называемой пепельною. (Aschermittwoch, Mercredi des Cendres), вследствие обычая посыпать пеплом голову при богослужении, введенного папою Григорием Великим.

Великая, приток Псковского озера

— река Витебской и Псковской губерний, впадающая в Псковское озеро. Берет начало на границе Великолуцкого и Опочского уезда в группе Вязовских возвышенностей, из озера М.-Вяз. Стекая с возвышенностей, В. проходит много озер; так, к ее речной области принадлежат оз. Б.-Вяз, Ходни, Верхнее и др. Первоначальное направление реки В. ЮЗ; но в Себежском уезде она круто поворачивает к СЗ и потом к С, пересекает уезды Опочский, Островский и Псковский и после 315 вер. течения впадает в Псковское озеро (по Витебской губ. протекает всего 58 вер.). Берега реки в верхней части течения высоки и круты; течение местами весьма быстро; в Витебской губ. река течет еще через волнистую местность, и берега ее местами возвышены (преимущественно левый), местами круты. От границы Опочского уезда река В. течет по равнине; возвышенности подходят к ней только в 5 вер. выше Острова (гора св. Фомы в 140 фт.) и около Пскова. Обрывы берегов преимущественно глинистые и песчаные, но нередко показывается и известняк. Дно реки хрящевато-глинистое, местами каменистое. Местами поднимающийся со дна известняк (плитняк) представляет пороги, препятствующие судоходству, как, например: 1) выше Острова, 2) ниже Острова (весьма опасный), 3) у пог. Колбжецкого (Псковской губ.), 4) у с. Туковика, 5) у пог. Выботского; последние пороги самые опасные и простираются на 3 вер. Ширина реки у Опочки 55 саж., у Пскова 95 саж. Глубина реки у Пскова от 25 до 35 фт., а у Опочки и Острова от 1½ до 7 фт. Разливы В. весьма значительны; броды — редки. Островов на В. мало; только один близ Погоста Веретье имеет 4 вер. в длину и обитаем. У Выбутского пог. (Псковский уезд) есть скалистый остров, состоящий из скал известняка. Наконец, в устьях реки Великой есть дельта, состоящая из 50 островов. Между ними проходят многочисленные рукава реки, из коих главный называется Ворона. В. судоходна только от Пскова на 20 вер. до устья. Пароходство существует по реке В., Псковскому озеру и реке Эмбах, между Псковом и Дерптом. По реке В. снизу на пристань Псков в 1889 г. привезено 12 тысяч пудов разных товаров. Из них 5 тыс. пд. соли, 1000 пд. хлеба, 4 тыс. пд. каменного угля. Отправлено из Пскова вниз по реке В. 321000 пудов товара, и из них 308000 пд. леса. Всех судов с грузом прошло по реке более 120. В. замерзает в среднем 20 ноября, вскрывается к 14 апреля нового стиля. Притоки ее: прав. — Алюля, Черница, Кудка, Вересовка, Уют, Шесть, Сороть, Пенная, Щепец, Многа и др.; левые: — Исса, Синяя, Утроя, Хухва, Вяда и т. д.

Ср. Stuckenberg, "Hydr." I; Рыкачев, "Вскрытие и замерзание рек"; И. Васильев, "Опыт Стат.-Геогр. словаря Псковского уезда".

А. С.

Великая, реки Вологодской и Вятской губерний

— название двух рек, Вологодской и Вятской губерний: 1) правый приток реки Вятки, берет начало в Усть-Сысольском уезде Вологодской губ., пересекает весь Орловский уезд и на границе Слободского впадает в Вятку. Длина течения 130 вер. — 2) приток Лежи, системы Сухоны, течет по Грязовецкому уезду Вологодской губернии 70 вер.; весной значительный сплав леса.

Великая-Буромка

— местечко Полтавской губернии, Золотоношского уезда, 643 двора, 2754 жителя; православная церковь, школа, 28 ветряных мельниц; четыре ярмарки. В прежнее время называлась Буромля и входила в состав Вишневеччины. По инвентарю 1641 г. значится 158 господарей (хозяев). В 1666 г. черкасские и чигиринские казаки с помощью татар и поляков ограбили окрестности Буромки.

В. В.

Великая-Загоровка

— селение Черниговской губернии, Борзненского уезда, при реке Кудине, дворов 610, жителей 3076, школа, 3 лавки.

Великая-Павловка

— село Полтавской губернии, Зеньковского уезда, в 7 вер. от уездного города; дворов 771, жителей 3850, 2 церкви, сельское училище, 4 лавки, базары 2 раза в неделю, 2 ярмарки в году. Множество фруктовых садов, в которых разводятся, главным образом, сливы, преимущественно венгерки или угорки, сбываемые в сушеном виде. Кустарное производство деревянных курительных трубок в медной оправе. Эти трубки известны в торговле под именем "Зинькивок " (Зеньковок) и расходятся далеко за пределы губернии. В последние годы промысел в упадке. С распространением продажи табака-махорки в обработанном фабричным способом виде, простой народ заменяет деревянную трубку "цыгаркой", т. е. папиросой из газетной или писчей бумаги, а прежде деревенские щеголи и городская прислуга в южных городах обыкновенно щеголяли "зинькивками". Более нарядные трубки с медными украшениями и цепочками продавались по 1 руб. и дороже, а теперь спрос на подобные трубки поддерживается лишь записными любителями или немногими коллекторами, и в продаже обращаются одни более дешевые изделия.

В. В.

Великдан

(Степан Петрович, умер в 1879 г.) — русский пчеловод. В течение двадцати девяти лет, начиная с 1851 года, заведовал Практической школой пчеловодства, устроенной П. И. Прокоповичем (1828) в своем имении, в селе Пальчиках, Конотопского уезда Черниговской губернии. Из Школы этой, закрытой по смерти Великдана, в течение 51 года ее существования выпущено 640 учеников, которые в значительной степени содействовали поддержанию у нас пчеловодства. Заслуги В. были оценены правительством, наградившим его в 1878 г., при праздновании пятидесятилетнего юбилея Школы, орденом св. Владимира 4-й степени. Из печатных трудов его, помещенных в журнале Императорского московского общества сельского хозяйства, можно упомянуть: "О втулочном улье" (1846 г.), "О совершеннейшем улье, называемом линеечным" (1849 г.), "Заметки о бортевом пчеловодстве" (1864 г.) и друг.

В. С.

Великие Бубны

— село Полтавской губернии, Роменского уезда; дворов 228, жителей 1352; школа, трактир, 3 кузницы, 11 ветряных мельниц, 3 маслобойни; бывают в году 3 ярмарки. Время основания села неизвестно, но оно входило в состав имения князей Глинских, родоначальник которых, татарский князь Лекса, в крещении Александр, пришел служить к Витовту в конце XIV века. Впоследствии имение перешло к князьям Вишневецким. Между нынешними с. Великими и Малыми Бубнами находился зверинец, с поселениями для охотников княжеских, которые во время охоты в лесах били в бубны (бубонили), выгоняя зверей при облавах.

В. В.

Великие Будища, местечко Полтавской губернии

— местечко Полтавской губернии, Зеньковского уезда; 503 двора, 2200 жителей, 2 церкви, 2 школы; 13 лавок, 20 ветряных мельниц, базар; бывают в году 4 ярмарки. Прежде местечко было окружено дремучими лесами, в которых водились даже медведи и олени; в настоящее время уцелели в окрестностях незначительные рощи по берегам р. Ворсклы. Название свое местечко получило от существовавших здесь прежде стеклянных заводов (буд). В. расположены на возвышенностях правого берега р. Ворсклы. В заливной долине реки, между В. и Мискими млинами, залегают луговые (сухие) торфяники на пространстве около 10 верст. На возвышенностях при В. находится месторождение белой, с зеленоватым, желтоватым или розовым оттенком, слабоогнеупорной (фаянсовой) глины, в ярусе белых песков, в виде пласта, толщиною около 1 аршина. Хорошо отсортированная при выработке и отмученная белая глина В. Б. может идти на приготовление фаянсовой посуды. Теперь она употребляется местными жителями, с примесью обыкновенной горшечной глины, для приготовления кафелей и огнеупорных кирпичей; но гончарное производство развито весьма слабо.

Во времена гетманщины В. было сотенным местечком полтавского полка. При гетманстве Выговского, желавшего восстановить владычество Польши над Украиною, восстал против него полтавский полковник Пушкарь. В 1658 г. в В. находились на квартирах наемные сербы, высланные Выговским против Пушкаря; но сформированное последним ополчение разбило войско Выговского. Карл XII имел в В. главную квартиру со 2-го марта до конца апреля 1709 года. В 1800 г. приступлено было к отводу казенных земель В. под плантации сахарной свекловицы; но культура последней не привилась до настоящего времени.

В. В.

Великие Будища, село Полтавской губернии

— село Полтавской губернии, Гадячского уезда; 441 двор, 2460 жителей, школа, вод. склад, 4 лавки, базар, 39 ветряных мельниц; бывают в году 2 ярмарки. Кустарное производство колес и деревянной посуды.

Великие Воды

— озеро и разлив (Херсонской губернии и уезда), образуемые слиянием рукавов реки Безовлук при впадении ее в Днепр.

Великие державы

— так со времени Венского конгреса 1815 г. до шестидесятых годов назывались пять европейских держав: Великобритания, Франция, Австрия, Пруссия и Россия, потому что они преимущественно управляли политическою жизнью Европы. В настоящее время шестой В. державой признается обыкновенно Италия.

Великие Луки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великие поклоны

— так называются троекратные повержения всего тела на землю, сопровождаемые крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха. Затем следуют 12 малых поклонов, и вновь В. поклоны. Начинаются со среды и пятницы Сырной недели и прекращаются в среду Страстной недели. В субботние, воскресные и дни больших праздников В. поклоны не совершаются.

Великие Пустыни

— погост Псковской губернии и уезда. Тут находился древний монастырь. Когда он основан — неизвестно; но уже в начале XV века он существовал. Здесь в 1417 г. погребен князь Псковской, Григорий, принявший в этой обители иночество. Монастырь упразднен в 1766 г.

Великий

(Владимир Николаевич) — физиолог; род. в 1851 г. Окончил курс в СПб. университете на естественном факультет и поступил в Академию наук лаборантом при кафедре физиологии и сравнительной анатомии. В то же время В. получил степень магистра зоологии за диссертацию "К иннервации лимфатических сердец", а в 1889 г. представил диссертацию на степень доктора: "Дополнения к исследованиям лимфатических сердец у некоторых представителей амфибий". В 1885 г. В. был назначен приват-доцентом СПб. унив., а в 1889 г. назначен профессором физиологии Томского университета, где состоит и ныне. Кроме диссертаций В. напечатал: "Об окончании нервов в голосовых сумках млекопитающих" (1872); "Об отделении панкреатического сока" (1876); "О живых канюлях из кровеносных сосудов" (1877, с Истоминым); "Об ускоряющих нервах сердца" (1876, вместе с Павловым); "Zur Innervation der Speicheldrü sen" (1881, с Овсянниковым) и мн. др.

Великий визирь

или верховный (турец. везир-азам или садр-азам, т. е. величайшая грудь) — председатель совета визирей, наместник султана, хранитель его печати (см. Визирь).

Великий Враг

— мордовское село (уд.) Нижегородской губернии, Арзамазского уезда, в 47 вер. к В. от Арзамаса, при реке Саргаме, притоке Пьяны. Число жителей около 3000 душ обоего пола, большей частью мордвы.

Великий Вторник

— так называется вторник Великой Седьмицы (см.), в который во время богослужения читаются последние беседы Иисуса Христа с учениками и его последние притчи (Матф. XXV, 1—13).

Великий герцог

— титул самостоятельных государей, стоящих, по международному праву, между королями и герцогами; им присвоен титул: королевское высочество. Герцог Флоренции, Козимо I де Медичи, был первым правителем, которому в 1569 г. был дарован этот титул папой Пием V; он долго не мог добиться признания его со стороны императора, и оно последовало лишь тогда, когда сын и преемник Козимо, Франциск, в 1575 г. женился на сестре императора Максимилиана II. Титул "королевское высочество" был присоединен к титулу В. герцога в 1699 г. и перешел от Флоренции на Тоскану. Наполеон I создал нового В. герцога, когда даровал в 1806 г. Мюрату герцогство Бергское, после чего и владетельные князья Гессен-Дармштадтский, Баденский и Вюрцбурский (прежде В. герцого Тосканский), присоединясь к Рейнскому союзу, приняли тот же титул. В 1810 г. и князь-примас фон Дальберг (раньше курфюрст Майнцский) был возведен Наполеоном I в В. герцога Франкфуртского. Ныне, на основании постановлений Венского конгресса, имеют этот титул (кроме изгнанной из Тосканы ветви Габсбургско-Лотарингского дома) правители Гессена, Бадена, Саксен-Веймара, Мекленбург-Шверина, Мекленбург-Стрелица, Ольденбурга и Люксамбурга, а также, рядом с другими титулами, король Прусский, как В. герцог Нижнерейнский и Познанский, и император Австрийский, как великий герцог Краковский.

Великий Город

— так наши летописи называют столицу волжских булгар — город Булгар (см. Булгары).

Великий господин

— почетный титул, присвоенный в Православной церкви патриархам, митрополитам, архиепископам и епископам.

Великий канон

— так называется, вследствие своей обширности, канон Андрея Критского (жил в половине VII века), состоящий из 250 стихов, или тропарей, и излагающий всю историю Ветхого и Нового Заветов, с нравоучительными применениями. В. к. поется по частям в первые 4 дня первой недели Великого поста на великом повечерии и целиком — на утрене в четверг пятой недели.

Великий князь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великий мир

религиозный — заключен между католиками и протестантами в 1555 г. в Аугсбурге; см. Аугсбургское исповедание.

Великий Могол

великие моголы — титул, данный европейцами государям знаменитой тюрской династии, основанной султаном Бабуром и около 3 столетий властвовавшей в Индии. Сами бабуриды этого титула не употребляли, потому что ничего общего с монголами не имели. Бабур называл себя турком, гордился этим происхождением и по-монгольски не знал, записки же свои писал на тюркском (джагатайском) языке. Европейцы впервые узнали о бабуридах от персиян, которые джагатайских тюрков, обитавших за Аму-Дарьей, называли могул, т. е. монголами, а западные ученые, не разобрав дела, сочинили империю Великих Моголов. Настоящий же титул бабуридов был падишах, заимствованный у персиян и принятый Бабуром в 1506 г., вместо прежнего "султан".

Н. В.

Великий океан

— см. Тихий океан.

Великий остров

— в Белом море, у Корельского берега Кандалакского залива, находится в юго-восточной части Бабьего моря, имеет до 20 верст длины, при ширине до 7 верст; от материка отделяется Великим проливом (салма). На нем находится старообрядческая пустынь.

Великий первосвященник иудейский

— см. Первосвященник.

Великий Понедельник

— так называется понедельник Великой Седьмицы, в который Церковь вспоминает чудо иссохшей смоковницы (Матф. XXI, 18—22).

Великий пост

— см. Великая Четыредесятница.

Великий потоп

— см. Всемирный потоп.

Великий праздник

— по учению Православной церкви так называются следующие христианские праздники: 6-е января; 2-е февраля; 25-е марта; 6-е и 15-е августа; 8-е и 14-е сентября; 1-е октября; 21-е ноября; 6, 25, 26 и 27 декабря; Страстная неделя (с четверга), вся Пасхальная неделя, Вознесение Господне, два дня Св. Духа и, наконец, храмовой праздник каждого места.

Великим праздником назывался в языческой Литве день празднования окончания полевых работ, в честь бога "Земенника". По преданию, на этом празднике приносились "Земеннику" жертвы из домашнего скота и птицы. Ныне В. праздник заменен "дожинками".

Великий прокимен

— стих, который поется на тех вечерних службах, где по уставу положен вход. В. прокимены поются на годовые или в самые дни годовых праздников, во весь Великий пост, всю неделю Пасхи, неделю Сыропустную и др. дни; см. Прокимен.

Великий пролив

à лма — по-фински) — в Белом море, в Кандалакском заливе, отделяет северную сторону Великого острова от материка и соединяет Черную губу с морем: длина залива, по направлению от ЗСЗ к ВЮВ, около 18 верст, ширина более 3 верст, глубина у южного берега острова на В около 80 саж., а на запад до 40 саж.; северный берег пролива глубже и чище.

Великий раскол

— см. Схизма.

Великий Устюг

— см. Устюг Великий.

Великий Хутор

— местечко Полтавской губернии, Золотоношского уезда; 463 двора, 2713 жителей; 2 церкви, школа, 2 лавки, 53 ветряных мельницы, 4 маслобойни; бывают 3 ярмарки в году.

Великий царь

— так называли эллины персидских монархов, потомков Кира, вследствие обширности их владений и неограниченности их власти. В клинообразных надписях персидские цари титулуют себя: царь царей (шах шахов).

Великий Четверг

— четверг Великой Седьмицы, в который Церковь вспоминает "Тайную Вечерю". В кафедральных соборах совершается обряд "Умовение ног", а при митрополичьей московской кафедре в этот день варится св. миро.

Великий-Самбор

— село Черниговской губернии, Конотопского уезда; дворов 539, жителей 3451, школа, 3 лавки, базар; бывают в году 4 ярмарки.

Велико-Архангельская

(Великий Хутор тож) — слобода Бобровского уезда Воронежской губернии, при р. Осереде, на старом Саратовском шляху, в 55 верст. от уездного города. Дворов 750, церковь, приходское училище. Жители, числом до 5000, частью занимаются скотоводством и хлебопашеством, но больше приготовлением жерновых камней и цоколя благодаря обилию этого рода камней в окрестностях села. Невдалеке недавно найден превосходных качеств гранит.

Д. В.

Велико-Гагин, кн. Данило Степанович

— первый, совместивший в этой фамилии прозвище предка своего Петра, по прозванию Великого, и прадеда своего, Василия Гаги, дети и внуки которого назывались просто Гагиными. Данило Степанович, сын стольника Ст. Ивановича (1627—41), был окольничим при царе Алексее Михаиловиче, управлял монастырским приказом (1656), а в 1663 году ездил в Малороссию с поручением объявить старшине, войску, мещанам и черни (ввиду спора за гетманство между Брюховецким и Сомко), чтобы они учинили черневую, или енеральную, раду и выбрали гетмана вольными голосами. В. скончался в 1671 г.; с внуком его Николаем угас род Велико-Гагиных. "Малоросс. лет." (в "Росс. Магаз. Туманского", III); Петров, "История родов русского дворянства"); Берх, "Сист. списки боярам, окольничим..." (Спб., 1833) и пр.

А. Э.

Великоанадольское степное лесничество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великобритания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великобритания (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великобудищский Преображенский женский монастырь

— Полтавской губ., Зеньковского у., в 36 вер. от Полтавы. Основан в 1689 году генеральным судьею Василием Кочубеем. До того времени существовал скит, от которого осталась пещера на берегу р. Ворсклы. В царствование Екатерины II монастырские крестьяне отобраны в казенное ведомство и за монастырем оставлены только мельницы. В монастыре хранится Евангелие, напечатанное в Москве в 1681 году, с собственноручною надписью В. Л. Кочубея.

В. В.

Великово

(Великое, что в Медушках) — с. Владимирской губернии, Ковровского у.; 127 дворов, число жителей 597 ч. (1890 г.), Значительные ломки известняка, которые тянутся на 2 вер.

Великогерманцы

(Grossdeutsch) — обозначение той партии в Германии, которая стремилась к объединению Германии на федеративном основании, включая Австрию, в крайнем случае, даже с негерманскими ее провинциями, т. е. к так называемой семидесятимиллионной державе. Партия эта образовалась в противоположность малогерманской партии, целью которой было объединение Германии с Пруссией во главе и с исключением Австрии. Впервые это разногласие проявилось во время прений об имперской конституции во франкфуртском парламенте. После основания национального союза (National verein), стремившегося к осуществлению малогерманской программы, около 500 В. собрались 28 октября 1862 года во Франкфурте и основали там "немецкое общество реформы" (Deutscher Reformverein), целью которого была реформа германской конституции на великогерманских началах. Это общество состояло преимущественно из представителей южной Германии; оно поддерживало австрийский проект реформы 1863 г. и по шлезвиг-голштинскому вопросу высказалось за право наследства герцога Аугустенбургского и за самостоятельность герцогств. После основания Северо-Германского союза В. агитировали в пользу основания Южно-Германского союза и за тесную связь с Австрией. 1870 г. лишил великогерманскую программу всякого политического значения.

Великого Чертежа книга

— см. Книга Большого Чертежа.

Великодворье

(Пятница) — с. Рязанской губ., Касимовского у., к СВ от г. Касимова; дворов 21, жителей 121; близ села стекляный завод Нечаева-Мальцева, известный под именем Дордурского. На нем ежегодно приготовляется до 3000 ящиков оконного стекла, на сумму 59000 руб.

Великоденная седьмица

(или неделя) — так называлась в старину Пасхальная седьмица.

Великое

— село Ярославской губ. и у., в 30 вер. к югу от города; жителей 4189, дворов 753. Начальное училище, почтово-телеграфное отделение, лавок 25. Ярмарка бывает с 3 по 10 сентября. Прежде В. было средоточием выделки полотна, известного под названием ярославского; теперь крестьяне работают дома, по заказу фабрикантов.

Великое будованье

(Wielkie budowanie) — термин, специально употреблявшийся для обозначения деятельности польских заговорщиков, направленной на восстановление Польши как самостоятельного государства. По некоторым указаниям, возник он первоначально в среде аристократической партии "белых".

В. М.

Великое зерцало

— вместе со "Зрелищем жития человеческого" и "Апофеегматами" принадлежат к разряду тех сборников, которые в XVII веке были весьма популярны в России и сохраняются до сих пор в очень большом количестве списков. Сборники эти — преимущественно назидательного характера; нравственно-поучительный элемент заменяет в них фантастический и эстетический, чем они и рознятся от "Римских деяний" и т. п. более ранних произведений легендарного творчества. Великое зерцало служит заглавием для множества сборников, которые отличаются друг от друга и размерами, и подбором статей. Вообще, сборники эти обширны: так, напр., один список синодальной библиотеки заключает в себе 781 рассказ, другой — 652; "Зерцало" Румянцевского музея имеет 821 главу. Часто бывает так, что в одной главе помещается несколько рассказов, связанных общей темой, напр. о пьянстве, лукавстве, терпении, гостеприимстве и т. п. Содержание повестей по преимуществу легендарное и духовно-историческое; но и те рассказы, которые отличаются шуточным или анекдотическим характером, служат той же назидательной цели. Отдельные повести поясняются иногда догматическими толкованиями. В одном заглавии польского экземпляра В. З. обозначается в кратких словах его история: здесь говорится, что все эти рассказы, из сочинений более чм 80 авторов, собрал какой-то неизвестный, живший около 1480 г.; что потом первоначальный текст объяснил иезуит Иоанн Майор, распространил иезуит Антон Даврольций, перевел на польский яз. иезуит Симеон Высоцкий, и издал в третий раз 1633 г. тоже иезуит Ян Лесиовский; видно, таким образом, что книга была в почете у иезуитов. В одном из русских текстов упомянуто, что он переведен с польского, а в другом сказано об этом гораздо обстоятельнее: что Великое зерцало притчей или прилогов, от многих историй и от многих церковных учителей собранное кем-то неизвестным, сперва было написано на латинском, потом римлянином (т. е. униатом) иеромонахом Симеоном Высоцким переведено на польский и, наконец, по желанию и повелению царя Алексея Михайловича переложено на словено-российский язык в 1667 г. В русских списках Зерцала сохранились ясные следы католического оригинала, напр. в главе о императоре Максимиане и Мартине Лютере, и польские наслоения, напр. рассказы о Попеле. В общем, однако, книга совершенно отвечала тогдашним потребностям русского общества: она осуждала все то, против чего вооружались Православная церковь и правительство, напр.: чернокнижие, чары, волхвование, а также непозволительные игры (в карты, шахматы) и удовольствия, напр. пляски. Насколько сборники эти были популярны, можно судить по следующим обстоятельствам: они вызвали целый ряд подобных же сочинений: зерцало мирозрительное, богословское, естествозрительное, зерцало человека христианского и пр.; многие рассказы отдельно переписывались и теперь еще пользуются известностью, напр. "О споре мужа с женою, покошена ли земля или пострижена"; наконец, некоторые рассказы вызвали соответственные духовные стихи совершенно простонародного характера, напр. стихи "О грешной матери" и "О плаче земли".

Ср. П. Владимиров в "Чтениях Общ. Ист. и Др." 1883 г. и отдельно.

И . Л.

Великое княжество

— так во время господства удельной системы назывались княжества, на которых сидели великие князья (см. это слово). В настоящее время имя В. княжества удерживается за Финляндией, присоединенной в 1809 г. к Русской империи.

А. Э.

Великое междуцарствие

в истории Германии — время от смерти императора Конрада IV до избрания в императоры Рудольфа I, т. е. от 1254 до 1273 г.; в этот промежуток хотя и состоялось избрание в императоры Вильгельма Голландского, Альфонса Χ Кастильского и Ричарда Корнвалисского, но так как они не были признаны всеми, то анархия в Германии не прекращалась.

Великое переселение народов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великокняжеские монеты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великокобелякское

(Великий-Кобелячек) — хутор Полтавской губ., Кобелякского у.; 179 дворов; 1132 жит.; 2 школы; 28 ветряных мельниц.

Великолукский трактат

— заключен в г. Великих Луках в 1812 г. между Россией и испанским верховным правительством, пребывавшим в то время в Кадиксе и действовавшим от имени Фердинанда VII. Целью В. трактата было совместное действие обеих стран против Наполеона I.

В. М.

Великолуцкий 12-й пехотный полк

— сформирован в 1811 г.; настоящее название носит с 1864 г. Знаки отличия: 1) георгиевское знамя "За Греату 16 ноября 1877 г." с александровскою юбилейною лентою, 2) знаки на шапки "За Варшаву 25 и 26 августа 1831 г.".

Великомученик и великомученица

— Так христианская церковь называет страдальцев и страдалиц, претерпевших за Христа особенно тяжкие и продолжительные муки. Служба, в честь их совершаемая, обставляется особенною торжественностью. Чтимые Православною церковью великомученики: Артемий († 362), Викентий († 296), Виктор († во II в.), Георгий Победоносец († 303), Георгий Новый († 1514), Димитрий Мироточивый († 304), Евстафий Плакида († в нач. II в.), Иаков († 400), Иоанн Новый Сочавский († 1492), Меркурий († 252), Мина († 288), Пантелеймон († 304), Прокопий († 290), Феодор Тирон († в нач. IV в.) и Феодор Стратилат († 320). — Великомученицы: Анастасия Узорешительница († в нач. IV в.), Варвара, Евфимия Всехвальная († 303), Екатерина († 304), Ирина († 307), Марина († 275) и Параскева Пятница.

Великопольские

— дворянский род, выехавший из Польши, жалованный в 1595 (7103) и других годах поместьями. Гавриил Митрофанович и Анфиноген Куприянович упоминаются в Колыванском походе 1540 г., Димитрий Феодорович находился воеводою в Казанском походе 1544 г., а Иван Михайлович и Яков Иванович находились воеводами в Полоцком походе 1551 г. Ср. Гербовник III, 46.

Великопольский, Иван Ермолаевич

— писатель (1793—1868), служил в армии и вышел в отставку майором. Кроме стихотворений, рассеянных по журналам 20-х и 30-х годов, ему принадлежат: "К Эрасту", сатира на игроков (Москва, 1828); "Сюрприз", опера-интермедия-водевиль (Москва, 1830); "Владимир Влонский", трагедия в 4-х действиях (Москва, 1837); "Опыт оправдания пьесы: Память Бородинской битвы" (СПб., 1818); "Любовь и честь", драма в 5 действиях (СПб., 1841); "Янстерский", трагедия в 5 действиях (СПб., 1841). Он писал иногда под псевдонимом Ивельев. В 1842 г. изобрел какой-то способ обработки льна и старался ввести его в употребление; по этому поводу написал ряд брошюр.

М. М.

Великополяне

— жители бывшей В. Польши, некогда основатели Польского государства. И поныне, населяя Привислянский край, они представляют наиболее чистый польский этнографический тип, с наибольшим консерватизмом сохраняя как нравы и обычаи домашнего быта, так и вообще старину. Вместе с тем, в их среде употребляется и самый чистый польский язык. Сосредоточены они преимущественно в западной части нынешней Варшавской губернии.

В. М.

Великорецкое

— село Вятской губ., Орловского уезда. Славилось своей ярмаркою, на которую стекалось прежде до 40 т. человек из Москвы, Нижнего, Костромы и т. д.; обороты ее простирались до 150 т. В последнее время эта ярмарка теряет свое значение. В селе 2 школы и каменный гостиный двор.

См. Савинов, "Статистические очерки Вятской г." (в памятной книжке на 1870 г.).

Великороссийский приказ

— одно из учреждений московской центральной администрации XVII в. С 1688 г. он сосредоточивал в себе именно дела по управлению казацкими южно-русскими поселениями, не вошедшими в состав левобережной Малороссии и составившими особые полки: Ахтырский, Сумский, Харьковский и Изюмский. Полки эти назывались слободскими, или, все вместе — Слободской Украиной.

В. М.

Великорусы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великосан

— так в сказаниях или, как лучше называет их Карамзин, в сказках, составленных большею частью в XVII в., называется один из древнейших русских князей, потомок баснословных князей Словена и Руса, живший, будто бы, во времена Александра Македонского. О нем и его соправителях в названных сказках передается следующее: Александр Македонский, слыша всеобщие жалобы на их жестокость, послал к ним грамоту, в которой, как милость, предлагает им вступить в его подданство. Храбрый В., мудрый Асан и счастный (счастливый) Авесхасан, обрадованные этой грамотой, повесили ее в своем капище с правой стороны идола Велеса и установили великий праздник в день ее написания.

А. Э.

Велиматалла

или Мидельгрунд — песчаная осыхающая мель С.-Петербургской губ., Ораниенбаумского уезда, в Финском заливе, между Сойкинским выступом и островом Сескаром, имеет в окружности до 3 1/2 в. а глубина от 2 до 3 футов.

Велинас

— см. Велена.

Велино

(Velino) — левый приток впадающей в Тибр реки Неры, берет начало в итальянской провинции Аквилее, на западе от Аматриче, в Абруццах. Из Абруцц выступает у города Риэти, на высоте 419 метров, направляясь на запад, и потом течет на СЗ по очень плодородной котловине. В древности на месте этой котловины были озера Велинус и Люго; пробежав 74 км, В. выше Терни низвергается в Неру, в виде водопада Кадута делле Марморе, тремя падениями с высот 15, 180 и 75 метров. Велино уносит с собой очень много растворившейся в нее углекислой извести, которая потом опять осаждается в виде вещества, известного под именем травертина и называемого здесь мрамором. В древности вверх по реке Велино шла из Рима в Сабинскую землю дорога, называвшаяся Via Salaria. Неподалеку от реки подымается Монте Велино, одна из главных вершин Абруцц, в 2500 метров вышины. Это — пирамидальная масса с двумя вершинами и с проходом на высоте 1300 метров.

Велио Иван Осипович (дополнение к статье)

— государственный деятель; ум. в 1899 г.

Велио, дворянский род

(Velho) — pyccкий дворянский род португальского происхождения, возведенный в баронское достоинство в 1800 г. — Иосиф Иосифович — русский генерал от кавалерии (1795—1867). При усмирении мятежа 14 дек 1825 г. он лишился руки; с 1846 г. до самой кончины состоял комендантом Царского Села.

Велио, Иван Осипович

(барон) — сын предыдущего. Родился в Царском селе в 1830 году. Воспитывался в Императорском Александровском лицее. По окончании курса в 1847 году поступил на службу в министерство иностранных дел и состоял секретарем при миссиях в Дрездене и Брюсселе. В начале 1860-х годов В. вернулся в Россию и вскоре был назначен херсонским вице-губернатором (1861), в 1862 г. бессарабским губернатором, в 1863 — градоначальником Одессы, в 1865 г. — симбирским губернатором. В конце 1866 г. В. был назначен директором департамента полиции исполнительной, в 1868 г. — директором почтового департамента. За 12 лет его управления этим департаментом в почтовом деле совершены значительные перемены к лучшему. Обновив служебный персонал, Велио прежде всего установил ежедневный прием и выдачу корреспонденции вместо прежних двух раз в неделю. Доставка на дом городской корреспонденции, практиковавшаяся только в Петербурге, Москве, Варшаве и Казани, введена во всех местах, где существовали почтовые учреждения. Особенно В. расширил почтовые сношения заведением вспомогательных земских почт. С хозяйственной стороны деятельность В. выразилась в лучшем приспособлении почтовых зданий к отправляемым ими функциям. В среднеазиатских владениях были В. вновь заведены почтовые учреждения по русскому образцу. В Восточной Сибири устроено почтовое сообщение по pp. Амуру и Уссури, до Владивостока и Новгородского поста на Тихом океане. С 1868 по 1874 г. перевозка почты была открыта на 35 линиях железных дорог. Отправление почты в губернских городах Европейской России установлено ежедневное, а в некоторых и по два раза в день. Установлены были соглашения с пароходными компаниями по Волге, Каме, Оке, Неману, Днепру, Шексне и др. рекам. Были составлены подробные почтовые указатели и руководства; введены открытые письма, заказные и ценные пакеты. В 1874 г. В. в качестве русского уполномоченного ездил в Берн на международный почтовый конгресс, на котором Россия примкнула к Всемирному почтовому союзу (см. это сл.). В целях лучшей организации почтового дела Велио лично посетил самые отдаленные пункты империи, напр. Туркестан и Приамурский край. В 1880 году Велио был поставлен во главе вновь образованного департамента государственной полиции, а в 1881 г. назначен сенатором.

Велиона

(Велена) — см. Велона, г.

Велионский, Пий Адамович

— академик скульптуры, родился в Варшаве в 1849 г. Учился рисованию в Варшавском рисовальном классе и в 1872 году поступил в Академию художеств в натурный класс, по скульптуре. В короткое время (1872- 75) получил последовательно все наградные медали и в 1875 г. отправился за границу пенсионером Академии; работал в Вене, Мюнхене, Париже, Флоренции, а в настоящее время находится в Риме. С 1882 по 1888 г. на академических выставках были следующие его произведения: портрет Листа (барельеф), эскиз для памятника Иоаана III Собесского, бюст художника Станкевича, "Блуждающие огни", "Баян" (мраморная группа), "Гладиатор на арене" (бронзовая статуя), бюст Деспота-Зеновича (мрамор), "Скачущий раб" (статуя из бронзы).

В. Ч.

Велис-цихе

— селение Сигнахского у. Тифлисской губ., с населением до 3 т. душ (армяне и грузины). В. — одно из наиболее благоустроенных сел в Кахетии; улицы шоссированы и по ночам освещаются. В В. есть 2-х классное училище, частный банк и аптека.

В. М.

Велиты

— легкие пешие воины в римск. легионе. Они при лагерном расположении войск исполняли сторожевую службу, а в походе выставляли передовую и боковую цепи; при приближении к противнику завязывали с ним стычки и, действуя метательным оружием, прикрывали построение легиона в боевой порядок. При сильном напоре неприятеля В. отступали в интервалы гастатов (см. это сл.) и открывали их фронт. Во время сражения В. могли действовать на флангах, наблюдая за противником, и тем охраняли легион от неожиданных нападений и обходов, снабжали его копьями и выводили из битвы раненых. После боя В. вместе с конницей преследовали противника или старались прикрыть отступление. В. состояли преимущественно из молодых новобранцев и были вооружены кожаным или войлочным шлемом, небольшим деревянным щитом, мечом и 7-ю легкими дротиками, с таким тонким острием, что оно сгибалось при ударе, отчего неприятель не мог отсылать дротики обратно. В легионе В. не составляли отдельных манипул (см. это слово), но все число их (1200) делилось на равные части (30 — 40 чел. каждая), и придавались манипулам линейной пехоты. — В. в первый раз появились в 221 г. до Р. X., при осаде Капуи. При Марии В. были уничтожены и заменены легкими дружинами стрелков, с луками и пращами. Стрелки эти набирались из подвластных народов.

Величальный обряд

— см. Величание.

Величание

(церк.) — стих в честь Иисуса Христа, Божией Матери или празднуемого святого, который поется священнослужителями среди церкви, а певчими — на клиросе.

Величание (в народном быту) — почесть, воздаваемая кому-нибудь либо тем, что его хвалят, перечисляя все его хорошие качества, либо тем, что называют его по отчеству. Оба обычая весьма древни, и оба имеют большое значение в русской народной жизни. Первый получил значение обряда на крестьянских свадьбах, где он носит название величального обряда и состоит в том, что подруги молодой хвалят песнями гостей, которые за то дают им соответственные подарки; если же кто из гостей ничего не дает, тогда срамят скупого крестьянина, перечисляя в шутливой сатирической песне все его недостатки и смешные привычки. Происхождение этого обычая темно. Совсем другое значение имеет второе явление. "По имени называют, по отчеству величают", говорит народ: и действительно, называя кого-нибудь "вичем" или "вной", мы оказываем ему известного рода почтение. Обращаться с такими словами к людям, ниже стоящим на общественной лестнице, вообще не принято: в неофициальных бумагах мы подписываем обыкновенно только свое имя и фамилию, считая неловким выставлять и отчество. По историческим документам видно, что право называться "вичем" или "вной" в древней России принадлежало далеко не всем; напр. крепостные люди никоим образом не могли называться по отчеству. В народных песнях эпитеты: "отецкий сын", "батькова дочь" служат синонимами всякого рода доблестей, между тем, как эпитет "неотецкий сын" значит то же самое, что невежа, человек без воспитания, дикарь. Надо заметить, что обычай называть людей по отчеству не существует вовсе на западе и совсем неизвестен у западных славян. Он является на славянском Востоке и Юге, т. е. там, где славяне имели дело с восточными, азиатскими народами: татарами и турками; и неудивительно, так как отечеством этого обычая служит Азия, и притом страны, заселенные не только тюркскими, но и семитическими народами. В древнейших памятниках этих народов мы уже встречаем обычай называть людей сыновьями своих отцов (ср. еврейское Бен и Вар).

И. Лось.

Величество

(латин. Majestas) — титул, ныне присваиваемый императорам, королям и их супругам. Титул В. у римлян давался сначала патрициям, а впоследствии — только императорам. В новой Европе прежде всех стал именоваться В. король французский Людовик XI (ум.1483). С 1529 г. титул В. носил Карл V, затем и другие монархи. Папы государям Испании дали титул католическое В., французским королям — христианнейшее В., королям Португалии — блоговерное В., королям Венгрии — апостолическое В. Особый род уголовных преступлений составляет оскорбление В. (Crimen Majestatis, с. laesae Majestatis) — см. это слово.

Величина животных

Статья большая, находится на отдельной странице.

Величина растений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Величины и количества

о которых приходится говорить в науках физико-математических и естественных, весьма разнообразны. Таковы В. длин, поверхностей, объемов, углов, кривизн и радиусов кривизны, скоростей, ускорений, количеств движений, масс, сил, моментов сил и живых сил, работ, температур, теплоемкостей, теплопроводностей, количеств тепла, количеств электричества, магнетизма и проч. Каждая величина и каждое количество измеряются свойственною единицею (см. Единицы физических величин и количеств). Физические величины и количества могут быть разделены на два класса. Некоторые из них вполне определяются числом, показывающим, во сколько раз рассматриваемая величина более свойственной ей единицы; таковы, например, величины объемов, масс, живой силы, работы, количества тепла, электричества. Все величины и количества этого класса Гамильтон назвал Scalars quantities; на русском языке нет слова, соответствующего этому термину.

Физические количества другого класса обладают не только величиною, в собственном смысле этого слова, но и еще направлением; таковы силы, перемещения скорости, ускорения, линейные моменты сил и количеств движений и проч. Все величины этого класса называются векториальными величинами, или векторами (см. Вектор).

Д. Бобылев.

Величка

— главный город округа того же имени в Галиции, на расстоянии 11 км от Кракова, местопребывание окружного суда и управления; лежит в прелестной холмистой и плодородной местности на склоне горы, которая охватывает город полукругом. Город имеет 5973 жителей (1881), несколько школ, францисканский монастырь, замок. В. знаменита своими соляными копями, богатейшими в Австро-Венгерской монархии, которые находятся под самым городом и образуют второй подземный город, превосходящий по своей величине город надземный. Копи имеют протяжение с востока на запад 4000 метров, с севера на юг 1200 м, глубиной же 257 м; 8 шахт ведут вглубь, из них 2 — из самого города. Копь устроена в 6 этажей; песчаный и глинистый мергели, ангидрит и песчаник перемежаются с пластами соли и соленой глиной. Настоящий лабиринт ходов, часто на значительной высоте связанных мостами, расстилается по всем ярусам рудника; общая длина горизонтальных коридоров составляет 93 км. В новых камерах оставляют соляные колонны, в старых потолки поддерживаются плотничьей постройкой, которая отлично сохраняется по причине необыкновенной сухости копи, несмотря на то, что она заключает в себе 2 пруда. Выломанные камеры частью засыпаются негодной солью и камнями, частью употребляются под склады. Многие из комнат архитектурно украшены, снабжены люстрами, статуями, колоннами и т. п.; все это сделано из соли и в общем, при великолепном освещении, производит волшебное впечатление. В копи занимаются около 740 рабочих, которые не живут, однако, в ней, и 9 лошадей, часть которых в течение долгих лет содержится под землей. Соль, кубический метр которой весит 2175 кг, взрывают и ломают; в продажу она поступает четырех сортов. В 1885 г. было добыто 1189500 таможенных центнеров соли (по 50 кг). Время открытия соляных копей в точности не известно; есть указания на существование их уже в 1044 г. Копи принадлежали сначала Польше. Казимир В. впервые установил правильное добывание соли; позже Август II призвал саксонских рудокопов, которые повели дело лучше. После разных перемен копи в настоящее время принадлежат Австрии. 19 ноября 1868 г. в копи прорвалась вода, и скоро наводнение приняло такие размеры, что угрожало уничтожить все дело; по установлении паровой машины в 250 л. сил, которая поднимала воду, опасность была устранена. Новый прорыв воды, 17 февраля 1879 г., был скоро остановлен. В 1885 г. в обеих копях Велички и Бохнии (см. это слово) было добыто 452706 метрических центнеров каменной соли и 27340 обыкновенной соли, на сумму 4374210 флоринов, причем были заняты 1013 рабочих.

См. Hamm, "Wieliczka und Stassfurt, die beiden grössten Steinsalzwerke Europas".

Величкин, Михаил Васильевич

— артист-комик (1783—1848), игравший на петербургской сцене между 1816 и 1840 гг.

Величко Василий Львович (дополнение к статье)

— поэт; ум. в 1903 г.

Величко Константин Иванович

— военный инженер, ген.-майор, заслуженный ординарный профессор Николаевской инженерной академии. Родился в 1856 г. Окончив курс в Николаевском инженерном училище, В. в 1877 г. выдержал вступительный экзамен в Николаевскую инженерную академию, но начавшаяся война побудила его оставить на время Академию и отправиться в действующую армию, где он состоял сначала в 1-м саперном батальоне, затем во 2-м военно-телеграфном парке. Участвовал в разработке Твердицкого перевала между г. Еленой с севера и селением Твердицей с юга Балкан. После войны окончил курс в Академии и вскоре занял в ней должность репетитора по фортификации. В 1883 г. был командирован за границу в Берлинский университет для слушания лекций и затем в Германию, Францию, Италию, Англию и Бельгию для практического изучения технического производства. До начала Русско-Японской войны состоял профессором Николаевской инженерной академии по кафедре фортификации, участвуя в то же время во многих комиссиях и комитетах. В 1903 г. был назначен помощником главного начальника инженеров. 12-го февраля 1904 г. назначен генералом для особых поручений при командующем (позже главнокомандующем) силами на Дальнем Востоке против Японии. Литературная деятельность В. началась в 80-х годах. В сочинении "Исследование новейших средств осады и обороны сухопутных крепостей", помещенном в 1888 г. в "Инженерном Журнале", В. явился последователем идей графа Тотлебена, высказанных последним в предвидении артиллерии будущего. Появление фугасных бомб вызвало раскол среди инженеров различных стран по вопросу о расположении и укрытии крепостной артиллерии. Почти все инженеры иностранных государств, с известным бельгийским ген. Бриальмоном во главе, ратовали, да и теперь стоят за необходимость спрятать артиллерию крепости под броню. Генерал В., после двукратной командировки за границу для ознакомления с вопросом о броневых установках, выступил ярым противником всякой брони в целом ряде сочинений: "Две новейших системы броневых установок орудий для сухопутных крепостей и испытание их в Бухаресте", "Вращающиеся броневые установки в сухопутных крепостях", и "За и против броневых закрытий в фортификационных сооружениях" и др. После обнародования этих трудов В. принимал деятельное участие в составлении проектов крепостей, в постройке и перестройке всех наших пограничных крепостей; нет в России ни одной крепости, которую бы он не посетил, и не один раз, с целью выбора мест под фортификационный сооружения или для осмотра существовавших или вновь возводимых крепостных сооружений, или для производства опытов по применению воздухоплавания, постройки крепостных железных дорог и т. п. Он написал еще: "Оборонительные средства крепостей против ускоренных атак" (1892); "Крепости и крепостные железные дороги" (1897); " Условия работ и жизнь войск на Квантуне" (1900); "Инженерная оборона государств и устройство крепостей" (1903). Своими трудами В. много способствовал образованию оригинальной русской фортификационной школы, отличающейся сочетанием живой силы с прикрывающими мертвыми массами, настойчивым отрицанием брони, стремлением достигнуть безопасности артиллерии с помощью маскировки и передвижения орудий, разработкой путей сообщения в крепостях и вообще организацией крепостных сооружений, наиболее соответствующих активной обороне.

Величко, Василий Львович

— современный поэт, род. в 1860 г. в Прилуках, в дворянской семье, ведущей свое происхождение от Самуила В. (см. ниже). Воспитывался в Училище правоведения, где кончил курс в 1883. С 1880 г. помещает стихотворения (иногда под псев. В. Воронецкий) в "Живоп. Обозрении", "Свете", "Нов. Времени", "Неделе", "Русск. Мысли", "Сев. Вестнике", "Вестнике Европы". Лучшие из них были собраны им в книге "Восточные Мотивы" (СПб., 1890), встреченной критикою благосклонно.

С. В.

Величко, Самуил

— малорусский летописец, один из представителей южно-русской историографии, вызванной возбужденным народным самосознанием в эпоху борьбы Хмельницкого с польским владычеством. Сведения о В. весьма скудны: известно только, что он родился в 1670 г., в юношеском возрасте поступил в Запорожское войско, был секретарем при Мазепе, принимал участие в секретной корреспонденции последнего с царем Петром Великим; год его смерти неизвестен. Единственное, но весьма важное сочинение В. — "Летопись событий в юго-западной России в XVII в.", изданная временной комиссией для разбора древних актов в Киеве, в 1848, 1851, 1854 и 1864 гг. Летопись эту открыл Погодин, она обнимает собою события с самого начала казацкого волнения до 1720 г. Хмельницкий, в глазах В., представляется Моисеем, ниспосланным вывести Украину из польской неволи. Летопись В. — не сухая работа средневекового хрониста. Она заключает в себе не только то, что автор видел собственными глазами. В. предпринял нечто вроде ученого труда, пользуясь казацкими "кроничками", русскими современными рукописными хрониками (напр. Самуила Зорки) и мемуарами, польскими историками (напр. сочинениями Самуила Твардовского, Тытлевского и Окольского) и даже немецкими (напр. Самуилом Пуфендорфом). Рукопись украшают портреты гетманов от Хмельницкого до Мазепы.

И. Л.

Величков Константин

— болгарский государственный деятель и писатель. Род. в 1856 г. В 1876 г. принял участие в апрельском восстании в Татар-Базарджике и был арестован. Европейская комиссия его освободила, и он бежал в Австрию. Когда Болгария была освобождена, он вернулся на родину и был избран в областном пловдивском собрании народным представителем, а в 1884 г. назначен директором народного просвещения Вост. Румелии. Принадлежал к партии русофилов и "соединистов", но был противником насильственного присоединения Румелии к Болгарии. Филиппопольским переворотом он был застигнут врасплох и должен был удалиться от политической жизни. С 1886 до 1890 г. он жил в Италии, затем занимался учительством в Солуни и сотрудничал в антистамбуловском органе "Прогресс". Продолжая быть вождем румелийской русофильской партии, он, после падения Стамбулова, получил портфель министра в кабинете Стоилова, а позже вошел в русофильскую партию Цанкова. В литературе он известен как автор нескольких драм и как переводчик Шекспира и Данте.

Величковка

(Величкина) — мст. Херсонской губ., Елисаветградского у., на р. Березовке. Правосл. црк. Известно чтимой как чудотворная иконой Божией Матери, привлекающей тысячи богомольцев (с 1818 г.).

Велична

— небольшая деревня Тульской губ., Белевского уезда; интересна залежами богатой фаянсовой глины, которая отсюда вывозится на соседние заводы.

Велла, Иосиф

(Wella) — аббат, родом мальтиец (1740—1814); известен составлением подложной арабской рукописи 17 утерянных книг Тита Ливия. Всеобщее внимание, которое вызвал к себе его перевод с арабского на итальянский яз. некоторых из этих книг Тита Ливия, ободрили В. издать два сборника документов, будто бы почерпнутых также из найденных им арабских рукописей: "Codex Martiniana" (история Сицилии) и "Codex Normana" (история Нормандии). Подделка его, однако, в 1794 г. была разоблачена. В. был присужден к тюремному заключению и умер забытым.

Велла-менес, или Велла-лайкс

(Wälla-mänes, Wälla-lajks) — т ак, по свидетельству Эйнгорна, назывался у латышей в XVII в. месяц октябрь. Названия эти значат месяц покойников или время покойников, потому что в продолжение 24 дней, начиная с Михайлова дня, правились поминки по умершим предкам. Праздник В. состоял, главным образом, из пира, устроенного для душ прародителей: в запертой комнате ставился длинный стол с многочисленными и лучшими яствами, после чего все выходили из комнаты и оставлялись яства на всю ночь; если утром все было на своем месте и не замечалось никакого исчезновения, то это предвещало урожай, в противном случае ожидались бедствия. Во время, посвященное покойникам, нельзя молотить, так как вымолоченное зерно негодно для посева. Праздники эти еще носили название Sämlicka-mänes и ли "Deewa Deenas", т. е. Божьи дни.

Ср. Вольтер, "Материалы для этнографии латышского племени" (СПб., 1890, ч. I, стр. 93).

И. Л.

Велламегги

(Wällamäggi) — гора Лифляндской г., Верроского у., к Ю от г. Верро, 307 м (1008 ф.) выс. Эта гора находится на Гангофском плоскогорье отрога Валдайского хребта, проходящем недалеко от Дерпта, Верро, Мариенбурга, Пебалга и Эрлаа и спускающемся близ Кокенгузена к берегам р. Зап. Двины. На плоскогорье этом находятся три высшие горы Лифляндской губ.: Муннамегги 324 м (1063 ф.), Гайсекальн 316 м (1031 ф.) и В., которая, таким образом, есть третья по высоте гора Гангофского плоскогорья. На этих высотах кокенгузенский известняк исчезает под красным песчаником, обращающимся всюду на поверхности в красный песок, благодаря которому и вершина горы Велламегги совершенно обнажена.

Велланский

(Даниил Михайлович, 1774—1847) — профессор физиологии Медико-хирургической академии и один из немногих в России ревнителей натурфилософской школы Шеллинга. В., сын кожевника, по прозвищу Кавунник, родился в г. Борзне Черниговской губ. Поступив в Киевскую духовную академию, В. переменил прозвище Кавунник на фамилию Велланский (vaillant). Как лучший воспитанник Духовной академии, он был прислан в Петербург для заграничной командировки; но по обстоятельствам, от него не зависящим, остался в Петербурге, и в 1796 г. поступил в Медицинскую школу, вскоре преобразованную в Медико-хирургическую академию. В 1802 г. В. послан за границу для усовершенствования в естественных и медицинских науках. В Германии, слушая одновременно с Океном лекции Шеллинга и Стеффенса, он увлекся идеями натурфилософской школы и стал страстным поборником ее изучения. Он первый внес философский стиль этой школы в русскую речь. По возвращении из-за границы В. представил Академии диссертацию "De reformatione theoriae medicinae et physicae auspicio philosophiae naturalibus inuente", но никто не решался возражать знатоку учения Шеллинга, несмотря на то, что три раза назначался в конференции публичный диспут. Таким образом, в 1807 году В. без диспута была дана ученая степень доктора медицины и хирургии. Вскоре В. получил в Академии кафедру анатомии и физиологии, которую он занимал до 1837 года. Многие из его учеников признавали, что преподавание Велланского (без опытов) было слишком отвлеченно и мало полезно для медиков-практиков; другие считали его даже вредным, так как оно завлекало слушателя в область гипотез, не подтверждаемых явлениями; зато все признавали, что В. знал глубоко по своему времени естественные науки и умел возбуждать своим горячим словом в молодых людях охоту мыслить систематически: "Наука, — говаривал В., — не в сборнике сведений, наблюдений, опытов, а в выводе из тех и других общих законов и т. д.".

Один из современников В., д-р Гейне, в некрологе Велланского, напечатанном в "Medizinische Zeitung Russland's", 1847 г., называет Велланского русским Шеллингом и сожалеет, что В. несправедливо и мало оценен русским обществом за свои труды. Из многочисленных его переводов и оригинальных сочинений (полный список см. у Л. Ф. Змеева "Русские врачи-писатели", 1889, СПб.) особенною известностью пользовались "Животный магнетизм" по Клуге — с нем., с дополнением переводчика, а также "Физика" (опытная, наблюдательная и умозрительная, 900 стр.). Главные основы ее были прочитаны В. в 1831 г. в виде публичных лекций, привлекших немногочисленных слушателей, всего 25 человек, но слушателей постоянных, заплативших по 100 рублей. Физика Велланского довольно оригинально разобрана, одновременно с "Основаниями физики о силах" московского проф. Мих. Григ. Павлова, неизвестным автором, в брошюре под заглавием "Разбор физики г. Велланского и других новейших авторов" (СПб., 1834). Павлов, тоже ученик Шеллинга и Окена, оказывал особенное внимание и уважение В. и особенно старался привлечь В. к чтению публичных курсов в Москве, об основах натурфилософии, обеспечивая ему вознаграждение по 1000 руб. ассиг. за лекции. Последние девять лет жизни В. был слепым, но, несмотря на это лишение, не переставал заниматься литературой. Его супруга (урожд. Тон) особенно помогала в литературной работе В. и много написала под диктовку В. Одна из рукописей, не пропущенная духовной цензурой, под заглавием "Животный магнетизм и теллуризм" хранится в библиотеке Императорской военно-медицинской академии. Велланскому поставлен по подписке, с высочайшего соизволения, надгробный памятник на Большой Охте, около церкви (интересные воспоминания о В. написаны Н. Розановым в "Русском Вестнике" за 1867 г., том 72, стр. 99 — 137).

Н. Егоров.

Веллебич

или Велабит — горный хребет, проходящий между северной частью Далмации и Хорватии, а затем на 60 км внутри Далмации, направляясь от северо-запада на юго-восток; состоит из белого известняка и представляет обнаженные высоты со множеством ущелий и расселин. В северо-западной части представляет две параллельные цепи, которые круто обрываются в море. На востоке горы отлогой покатостью спускаются в долину Гачку и в Ликскую плоскую возвышенность. Средняя высота этой страшной каменистой пустыни 1043 метра. Через хребет проложена колесная дорога. Высочайшая вершина хребта, Свято-Брдо, поднимается на 1758 метров.

Предыдущая страница Следующая страница