Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "В" (часть 19, Век - Вел)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "В" (часть 19, Век - Вел)

Предыдущая страница Следующая страница

Веккелакс

(Vekkelaks или Vehkalahti) — залив, при котором лежит город Фридрихсгам (см.), который прежде также носил название В.

Веккерлин, Август

(Weckherlin, 1794—1868) — пользовавшийся почетною известностью немецкий сельский хозяин и ученый зоотехник; специальное образование получил в Сельскохозяйственном учебном заведении в Гофвиле; восемь лет (1837—1845) был директором и профессором Гогенгеймской сельскохозяйственной и лесной академии. В. вместе с Пабстом оказал большую услугу отечественному сельскому хозяйству, так как указал верный путь к развитию, на рациональных основаниях, одной из забытых отраслей скотоводства — содержания крупного рогатого скота, и поставил ее наряду с занимавшими до тех пор первое место — коневодством и овцеводством. Ученые труды его: "Landwirthschaftliche Beschreibungen der Königlich. Besitzungen Weil, Schornhausen etc." (1825); "Abbildungen der Rindvieh— und anderer Hausthierrassen etc." (1827—34); "Rindviehzucht Württembergs" (1839); "Ueber englische Landwirthschaft" (1842, 3-е изд., 1856; это сочинение переведено в 1844 г. на русский язык с примечаниями Вилькинсом под заглавием "Об английском сельском хозяйстве"); "Beiträge zu den Betrachtungen über Konstanz in der Thierzucht" (1860); "Die Labdwirthschaftliche Thierproduction" (1846; 4-е издание 1865 г., в трех томах, переведено в 1866 г. Я. Калиновским на русский язык под заглавием "О разведении, содержании и употреблении домашних животных"), и "Ueber die Verbesserung der Landwirtschaft in Grossherzogthum Hessen" (1865).

Веккерлин, Вильгельм Людвиг

(Weckherlin) — журналист; род. в 1739 г.; изучал некоторое время юридические науки в Тюбингене, затем служил в звании гофмейстера в Страсбурге, после чего отправился в Париж и там, изучив с особенною любовью сочинения Вольтера и Ленге, усвоил себе их сатирический тон, характеризующий большинство его сочинений. Вскоре он возвратился в Вену, где занимался уроками и случайною литературною работою. Он имел много друзей, но благодаря беспорядочной жизни и сатирам вскоре потерял их. Наконец, за свои "Denkwürdigkeiten von Wien" (1777) он был арестован и выслан из страны; с тех пор он жил в Регенсбурге, Аугсбурге, Нердлингене и др. г. За свое изгнание он отомстил сочинением "Anselmus Rabiosus' Reise durch Deutschland" (1778). В Нердлингене он издавал политический журнал "Das Felleisen", который продолжал под заглавиями: "Chronologen" (12 т., 1779—81), "Das graue Ungeheuer" (12 т., 1784—87); "Hyperboreische Briefe" (6 т., 1788—90) и "Paragraphen" (2 т., 1791). За памфлет против города Нердлингена он в 1788 г. был заключен на 4 года в валлерштейнский замок Гонгауз. В 1792 г., под покровительством Гарденберга, В. издавал политическую газету "Ansbachsche Blätter". Веккерлин был заподозрен в сношениях с французами, что при приближении французских войск вызвало против него народное неудовольствие, и он был подвергнут домашнему аресту; это так сильно на него подействовало, что он заболел и вскоре умер, 24 ноября 1792 г.

Ср. Weber, "W.-'s Geist, herausg. von W. jun." (Штутг., 1823), Ebeling, "Wilhelm Ludwig W., Leben und Auswahl seiner Schriften" (2 изд., Берлин, 1869).

Веккерлин, Георг Рудольф

(Weckherlin) — немецкий поэт XVII века; род. в 1584 г. в Штутгарте; изучал в Тюбингене юридические науки и, кроме того, занимался поэзией и литературой; жил некоторое время во Франции и три года служил секретарем при посольстве в Англии. По своем возвращении (1613) он занимал должность секретаря в герцогской канцелярии в Штутгардте и был, кроме того, придворным поэтом. В 1620 г. В. получил место при немецкой канцелярии в Лондоне, учрежденной во время 30-летней войны для облегчения сношений с протестантской Германией. 30-летняя война лишила его отцовского наследства, и большая часть его юношеских поэтических произведений погибла тогда же. Сам он продолжал жить в Лондоне, где умер 13 февраля 1655 г. Успехом пользовались его любовные, застольные и военные песни. Он первый ввел в немецкую литературу оду, сонет, эклогу и эпиграмму. Два издания его стихотворений вышли в Амстердаме (1641—1648). Сборник избранных его стихотворений с введением, посвященным описанию его жизни и поэзии, и с примечаниями, издал Гёдеке (в "Deutsche Dichter des XVII J.", т. 5, Лейпц., 1873).

Ср. Konz, "Nachrichten von dem Leben und den Schriften W. s." (Людвигсб., 1803); Hopfner, "W.-'s Oden und Gesänge" (Берл., 1865).

Веккерлин, Жан Батист Теодор

(Weckerlin) — французский композитор и писатель о музыке; родился в 1821 году, был учеником Галеви. Основал в Париже музыкальное общество "Цецилия", которое в пятидесятых годах знакомило парижскую публику со старинной музыкой и новыми, еще неизвестными произведениями современных композиторов. В. — автор симфоний и опер; известны также его сборники: "Echos d'Angleterre" (англ. народные песни) и "Les poètes français mis en musique" (Париж, 1868). Им написаны история контрабаса, "Musiciana", "Histoire de l'instrumentation depuis le XVI siècle jusqu'à l'époque actuelle" и проч. В. известен еще как автор песен, которых он написал более 300.

Н. С.

Векки

(Орацио Vecchi) — композитор XVI в.; родился в 1551 г., умер в 1605 г. Хотя В., как лицо духовное, писал для церкви, гимны и проч., но большая часть его сочинений — светского характера (мадригалы, канцонеты). Все свои сочинения В. писал для хора. Большую известность он приобрел благодаря своему "Амфипарнасу", комедии, написанной исключительно для хора. Это сочинение состоит из трех актов с прологом. Оно полно юмора и музыкальной самобытности. В. жил в Модене; большая часть его произведений напечатана в Венеции, у Анджело Гардано.

Н. С.

Веккьетта

(Vecchietta, собственно Лоренцо ди Пиетро) — итальянский живописец, скульптор и инженер (1412—1480). В. в 1428 г. был записан в цех художников; написал в 1441 г. фрески из истории Товита и Страстей Господних для сиенского госпиталя; эти фрески написаны плоско, обременены архитектурными околичностями и грешат неверностью перспективы; так же слабы его сцены из Нового Завета на ковчег для мощей этого госпиталя и украшения баптистерии в церкви св. Джиованни в этом же городе. Значительно лучше его "Успение Богоматери" в Поенцском соборе — произведение, в котором особенно хороши ангелы. С 1458 г. В. трудился преимущественно как скульптор: сперва он изваял статуи ап. Петра и Павла для торговой биржи (Loggia della Mercanzia), затем — полное жизни бронзовое изваяние воскресшего Спасителя в С. Мария делла Скала, лежачую фигуру на памятнике правоведа Мариано Соччино в Уффици, во Флоренции, и медный престол главного алтаря в Сиенском соборе. С 1467—1470 В. занимался инженерным делом и составлял планы для некоторых итальянских крепостей.

П.

Веклер

(Георг Фердинанд Weckler) — известный русский мозаист (1800—1861). В 1816 году случайно он сделался учеником римского мозаиста Малья, ученика известного Аргуати, изобретателя мелкой мозаики. Первым трудом Веклера была мозаичная копия с картины Сальватора Розы "Блудный сын"; эта мозаика находилась на выставке 1821 года и приобретена императрицей Елисаветой Алексеевной. Для имп. Александра I он выполнил мозаичные виды дворцов на островах Елагине и Каменном, за что и был причислен к Академии художеств в 1822 г, со званием мозаичного мастера. Особенного внимания заслуживают его виды загородных дворцов, "Внутренность церкви Капуцинов" с картины Гране, "Отдыхающее стадо" с карт. Поттера, "Полдень" с карт. Клода Лоррена, "Преображение" с карт. Рафаэля (эту последнюю мозаику В. исполнил в Риме, куда был послан Академией: она находится в галерее редких вещей в Эрмитаже, где находятся также и копии с Клода Лоррена и Поттера); "Несение креста" с карт. Караччи, "Св. Александра-царица" с картины К. Брюллова, "Пейзаж" с картины Поттера, "Еcсе Homo" с карт. Гвидо Рени, "Богоматерь" с карт. Карло Дольче, "Пейзаж" с карт. Демарна, "Спаситель" с карт. Тициана, "Моление о чаше" с карт. Бруни и виды итальянских городов в рамках из листьев, на великолепных круглых столах, хранящихся в Эрмитаже. В. специально занимался мелкой мозаикой; в его работах много вкуса и прекрасный подбор красок.

В. Чуйко.

Веко

— малоупотребительное слово, которое означает вообще коробку, лукошко, ящик и т. п. В артиллерии этим именем называются деревянные укупорочные ящики, в которые вкладываются запаянные цинковые коробки с ружейными патронами.

Вековые неравенства

— Так, называются возмущения (см.) в движении небесных светил, обнимающие очень большие периоды времени.

Векоута

— во Владимирской губ. так называется пожилая девица, обрекшая себя девству.

Векошкины

— князья. Лев Данилович Зубатый, внук ярославского князя Романа Васильевича, основателя города Романова, имел троих сыновей: Димитрия Векошку, Василия и Андрея Луговку. Василий Львович с сыновьями, Иваном Зубатым и Василием Одноусом, отъехал в Литву, а старший и младший его братья сделались родоначальниками князей Векошкиных и Луговских; последние прекратились в XXVII колене (от Рюрика), а В. существуют и доныне под фамилией князей Львовых, по имени родоначальника Льва Даниловича. У праправнука Льва Даниловича (через старшего сына Димитpия), Данила Семеновича, был праправнук Михаил Никитич, московский боярин (1692), жена которого, Ненила Ерофеевна, была кормилицей Петра I.

А. Э.

Векошник

— старинный придровный чиновник, наблюдавший за мягкою рухлядью. Название получил от слова "векша" или "векоша".

Векса

— река, выходит из Галичского озера и, протекая Галичским и Буйским уездами, считая с изгибами около 100 верст, впадает при городе Буе в реку Кострому. В древности, как видно из актов, она называлась "Вексица". На этой реке Вексице, по словам солигаличской летописи, "на устье у святого Николы на Староборном 1366 г. было сражение суздальских воевод кн. Данила Борисовича, кн. Юрия Васильевича и кн. Михаила Дмитриевича, племянников кн. Никиты Хлыновского, с кн. Андреем Галицким, и на том бою кн. Данилу убили, кн. Михаила ранили и пленили и убили у них 1300 человек".

А. Т.

Векселедатель

— лицо, выдавшее вексель, простой или переводной; в последнем случае он называется еще трассантом.

Векселедержатель

— владелец векселя, которому должен быть учинен платеж. Правильным векселедержателем предполагается: 1) лицо, на имя которого вексель писан; 2) лицо, на имя которого сделана последняя на векселе надпись; 3) всякий владелец векселя, если последняя надпись на векселе есть бланковая. Но должнику предоставляется опровергнуть это законное предположение и доказать, что данное лицо, требующее платежа, приобрело вексель недобросовестно.

А. Я.

Векселеспособность, вексельная правоспособность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Векселль

(Иосиф Юлиус) — известный финляндский (шведский) поэт. Род. в 1838 г. В 1860 г. В. издал первый сборник стихотворений: "Valda ungdomsdikter" ("Избранные юношеские стихотворения"), Местами здесь заметно влияние Францена и Топелиуса, но в общем грустная лирика В. самобытна. Главное произведение В. — мрачная, историческая трагедия в стихах "Daniel Hjort", одна из лучших исторических драм всей шведской литературы; она переведена на чешский, финский и русский языки ("Русское Богатство", 1883 г., №№ 5—6 и отд., СПб., 1883). За работой над нею юношу постиг душевный недуг. Собрание его стихотворений вышло в 1868 г. (3-е изд., 1891).

В. С.

Вексель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вексель беспереводный

— так называется иногда на коммерческом языке простой вексель, в отличие от переводного.

Вексель бестоварный

— вексель, в тексте которого значится, что валюта получена не товаром, а наличными деньгами или иным каким-либо путем.

Вексель домицилированный

— см. Домицилированный вексель.

Вексель морской

— так называется иногда бодмерейное письмо (см. Бодмерея).

Вексель обратный

— см. Переводный вексель.

Вексель переводно-простой

— см. Переводный вексель.

Вексель переводный

— см. Переводный вексель.

Вексель простой

— см. Простой вексель.

Вексель сухой

(T rocknen Wechsel) — так поныне еще называется в Германии простой вексель. См. Вексель (итальянский период).

Вексель ярмарочный

— см. Ярмарочный вексель.

Вексельная бумага

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вексельное обращение

— см. Вексель, Дисконт и Курс вексельный.

Вексельное право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вексельное судопроизводство

(процесс) — см. Судопроизводство вексельное.

Вексельный курс

— см. Курс.

Вексен

(Vexin, у римлян Veliocasses, в Средние века Vulcassinus pagus) — старинная провинция Франции, занимавшая всю позднейшую Нормандию и часть Иль-де-Франса. В 912 г., по договору Карла Простого с норманнским герцогом Роллой в Сен-Клере, В. был разделен: западная часть уступлена норманнам, а восточная сохранила своих графов. В настоящее время нормандский В. входит в состав департаментов Нижней Сены и Эры (главные города: Жизор, Руан, Жюмьеж, Нойон и Анделли), а французский В. — в состав департаментов Уазы и Сены-и-Уазы (главные города: Понтуаз, Шомон, Ла Рошгюйон и Маньи). По Нижней Сене при Юлии Цезаре жили велиокассы, кельтическое племя, имевшее главным городом Ротомаг (ныне Руан). При первых Меровингах, в конце V века, В. вошел в состав Франкской монархии, но король Дагоберт I уступил его аббатству Сен-Дени, светский представитель которого получил впоследствии титул графа. После договора в Сен-Клере графы французского В. перестали повиноваться аббатству и признали своим сюзереном прямо короля; первым наследственным графом был Валеран I (ум. 965). Один из потомков его, Рауль Великий, был женат на Анне, дочери Ярослава I Киевского, овдовевшей после короля Генриха I. В 1128 г. В. окончательно присоединен к Франции.

Вексиларии

(Vexilarii) — см. Римское войско.

Вексфорд

(Wexford) — графство в ирландской провинции Лейнстер, на юго-востоке острова; занимает площадь в 2333,3 кв. км, из которой только 337 удобны для земледелия. Внутри графства и по западной и северной его границам тянутся горные цепи. В юго-западном углу графства река Барроу (Barrow) впадает в бухту Ватерфордгавен, а внутри графства протекает река Сланей (Slaney), долина которой очень плодородна; южные берега имеют много бухт и заливов. Барония Форт (Forth), в юго-западном углу графства, была в древнее время заселена колонистами из Южного Валлиса, и до сих пор здесь сохранилось валлийское наречие. Главные занятия жителей: охота, рыболовство и скотоводство. Климат мягкий. В 1841 г. число населения было 202033, в 1881 — 123687. Главный город — В., к югу от гавани того же имени, недалеко от впадения реки Сланей в Вексфоргавен; около 12 тысяч жителей; оживленная торговля ячменем и другим зерновым хлебом, скотом и маслом. В 1169 г. город служил для англичан исходным пунктом при завоевании Ирландии.

Вектор

— те физические количества, которым приписывают не только величины, но и направления, называют векториальными величинами; таковы, например, силы, скорости, ускорения, количества движений, моменты сил и количеств движений вокруг точек и проч. Эти количества изображают длинами, заключающими в себе столько единиц длины и частей ее, сколько в рассматриваемой векториальной величине заключается единиц величины и частей ее; длину эту проводят в направлении, свойственном изображаемой векториальной величине. В механике и математической физике почти в каждом вопросе приходится рассматривать векториальные количества и производить над ними различные действия аналитического и геометрического характера, причем оказывается, что векториальные количества различных наименований обладают многими аналогичными свойствами. Так, например, при известных условиях, силы, количества движения, скорости, ускорения, угловые скорости и моменты слагаются по правилу параллелограмма. Далее, теория моментов системы сил, приложенных к твердому телу, оказывается аналогичною теории скоростей точек твердого тела. По этой причине признано полезным и возможным составить общую теорию векторов, подразумевая под вектором длину, проведенную из какой-либо точки в каком-либо направлении. Каждый вектор определяется тремя величинами: длиною и двумя углами, определяющими направление вектора, или же тремя проекциями вектора на оси координат. Теорию векторов, то есть изложение различных действий над векторами, можно теперь найти в различных новейших курсах механики. В самом стройном виде теория векторов является в учении о кватернионах, основанном У. Гамильтоном (см. Кватернионы).

Главным вектором совокупности сил, приложенных к системе материальных точек или к разным точкам твердого тела, называется геометрическая сумма всех этих сил (см. Геометрическая сумма), или, иначе говоря, равнодействующая, которую имели бы все эти силы, если бы они были приложены к одной и той же точке.

Радиусом-вектором какой-либо точки относительно какого-либо центра называется длина, проведенная из центра к точке.

Д. Бобылев.

Вектурионы

— племя пиктов (см. это слово).

Векфильд

(Wakefield) — город северной Англии, в графстве Йорк, на реке Кальдер, с большими шерстопрядильнями, чугунолитейными заводами, корабельными верфями. Обширная торговля шерстью. Число жителей 30753 (1881).

Векций Претекстат

(или Вегеций) — римский сенатор IV в. по Р. X., перевел на латинский язык Фемистиеву парафразу обеих Аристотелевых "Аналитик". Цитируется Боэцием.

Вл. С.

Векша, вид белки

— см. Белка.

Векша, денежная единица

— древняя неделимая русская ценность, иначе веверица. Единица эта упомянута в Несторовой летописи под 853—858 годами в известии о дани, платимой козарам полянами и другими "по беле и веверице". "Русская Правда" назначает метальнику от виры "12 векшии", в другом же случае (по судебным делам) от виры и "от свободивше челядина по 9 векошь", от бортной и от ролейной земли по 12 векошь, а от всех прочих тяжб, "кому помогут", по 6 векошь. В полном значении ходячей ценности векша является: а) в чине погребения братии по уставу студийскому, где полагаются "свещи в единому векшу"; б) в договоре смоленского князя Мстислава с Ригою, 1228 года, назначено "весцю 2 векши" от гривны серебра, купленной немцем; в) в договорах Новгорода с тверскими князьями и с Иоанном III; 1265,1270, 1305, 1307, 1327 (1456) и 1471 годов, повторяется одно и то же условие: на мытах "имати по 2 векши от лодьи и от воза и от льну и от хмелна короба". По составленной в конце XV в. памяти "Как доселе торговали новгородцы" новгородская деньга уравнена 42/7 векшам, т. е. векша равнялась 14/15 почкам (см. это слово), или полуденьге московской (см. Деньги). В книге Иоанна Мосха "Лик духовный" векшею переведено слово овол, а в "Пандектах" Никона Черногорца (по спискам 1291, 1381, XV в. и XV—XVI вв.) византийские фолеи и нумии переведены словами: веверицы, медницы и векши. Итак, векша была медница, столь же ничтожная, как и византийская нумия.

Д. Прозоровский.

Векшайма

— село Симбирской губернии, Карсунского уезда, в 14 вер. от уездного города, по дороге в Пензу; дворов 537, жителей — 3002 (1890); начальное училище, винокуренный завод, выделывающий 8200000 градусов спирта; больница; 8 маслобоен, два постоялых двора. Одно из образцовых хозяйств губ.

Векшевидные

или беличьи (Sciuridae) — см. Белковые.

Вела

(Виченцо Vela) — один из лучших итальянских скульпторов новейшего времени, родом швейцарец (1822—1891). Сначала он работал в качестве каменотеса при реставрации Миланского собора, а потом учился ваянию у Каччьятори, отправился в 1847 г. в Рим, участвовал в 1848 г. в войне за освобождение Италиии, по окончании этого похода жил и работал в Турине. За первым его трудом, статуей Спартака, доставившей ему премию на Парижской выставке 1855 г., следовали другие его произведения, замечательные по своей жизненности и сильной передаче чувств, каковы, например, "Плачущая Гармония" (исполненная для памятника композитору Доницетти); "Франция и Италия" (группа), "Колумб и Америка", "Умирающий Наполеон", возбудивший общий восторг в Париже в 1867 г. (находится в Версальском историческом музее), статуи кор. Виктора-Эммануила (в Туринской ратуше), "Скорбящая Италия" (в Лугано), В. Телля (фонтан в Лугано), Иосифа Мюрата (в Болонье), восхитительная аллегорическая фигура Весны и др. Вилла, которою он владел в Лигорнето, роскошно украшена его статуями и представляет собою настоящий музей.

А. С—в.

Велабрум

(Vеlаbrum) — обширное болото, простиравшееся между Палатинским холмом и Тибром в Риме. Оно образовалось отчасти вследствие наводнений Тибра, отчасти благодаря многочисленным источникам и дождевым стокам с ближайших холмов. Простиралось оно до Форума, значительная часть которого также входила в его состав, и отделяло Палатинский холм от Капитолия. Канализация, устроенная Тарквиниями, имела целью высушить это пространство.

Веларии

— 1) в древнем Риме — рабы, стоявшие у портьер, закрывавших двери внутренних комнат и охранявших вход. 2) при дворе римских императоров — должностные лица, соответствующие нынешним камергерам; они составляли отдельный корпус, имевший своего начальника.

Велариум

(Velarium) — огромные полотна, которыми прикрывались сверху амфитеатры у древних, для предохранения зрителей от дождя и солнца.

Веласкес, Диего

(Velasquez) — испанский генерал, родился около 1465 г., умер около 1523 г. Он последовал за Колумбом во время его второго путешествия (1493) и поселился в Сан-Доминго (Испаньола). Получив от губернатора этой колонии поручение поймать несколько восставших кациков, он в 1511 году предпринял завоевание Кубы, губернатором которой был назначен. В 1518 году он всеми силами поддерживал экспедицию, которая, под предводительством Грихальвы, открыла Юкатан и Мексику. После возвращения ее В. поручил молодому Фернанду Кортесу, который помог ему при взятии Гаваны, отправиться в поход для завоевания Мексики и дал ему средства для этой экспедиции; но скоро он раскаялся в своем выборе, ибо Кортес не только отказал ему в участии в выгодах экспедиции, но даже разбил его лейтенанта Памфила Нарваэса. В письме, адресованном в Мадрид, губернатор Кубы горько жаловался на поступки Кортеса; но на его жалобы не обратили внимания, и он потерял всякое политическое влияние.

Веласкес, дон Диего Родригес

Статья большая, находится на отдельной странице.

Веласкес, Людовик Иоанн

(Velasquez) — испанский исторический писатель († 1772). В своей "Origines de la poesia Espa ñ ola" (Малага, 1751) он старался восстановить национальную поэзию, но в своей критике следовал французам.

Веласко, дон Асискло Антонио

— см. Паломино.

Веласко, Мартинес

(де Velasco) — один из вождей испанских карлистов. В 1874 г. был назначен дон Карлосом главнокомандующим карлистскими отрядами.

Велатабы

— народ славянского происхождения, живший в VII—XI веках в нынешнем Бранденбурге и Померании.

Велдуз

или Белдюз — князь половецкий. В 1103 г., в бою русских князей с половцами у Сутени (в четырех днях пути к востоку от Хортицкого острова на Днепре), этот князь взят был в плен и приведен к вел. кн. Святополку, который отослал его к Владимиру Мономаху; по приказанию последнего его рассекли на части за то, что он часто нарушал клятвы о мире.

См. "Полное собрание русск. лет." (I, 319; II, 286; VII, 20).

А. Э.

Веле

(Карл Wehle) — пианист и композитор; родился в Праге в 1825 году. В Париже Тальберг, заметив в В. крупный талант, посоветовал ему оставить свои занятия в коммерческой конторе и посвятить себя музыке. С 1853 г. В. начал свою артистическую карьеру. Он с большим успехом выступил в Париже как виртуоз и композитор. Писал исключительно для фортепиано. К более крупным произведениям его относятся: соната do-min. (op. 38), две тарантеллы (o p. 5 и 56), valse-brillante (op. 21). Кроме того, им написаны: marche cosaque, berceuses, ноктюрны, вальсы и пр.

Н. С.

Велевицкий

(Ян) — иезуит, польский историк XVII в. (1566—1639). Он писал, между прочим, польские стихи, но главнейшим его сочинением считается важная для истории польских иезуитов книга "Historja jezuit ó w krakowskich". Кроме того, он издал перевод св. Фомы: "О Nasladowaniu Chrystusa" (до 1820 г. 12 изданий) и "Historia diarii domus professae S. J.".

И. Л.

Велёгловский

(Валерий) — польский писатель, род. в Кракове в начале нынешнего столетия, умер в 1865 г. После 1830 г. он эмигрировал во Францию, но потом возвратился в Краков и стал там издавать книги для народа и детей. На этом поприще он сделал много хорошего, и его книги находили по деревням многочисленных читателей. Книжек этих, различного содержания, между 1849 и 1863 гг. появилось в печати около пятидесяти.

Н. С.

Велеград

(Welehrad) — деревня в Венгро-Градишском округе, в юго-вост. Моравии, с 585 чел. славянского населения (1880). По преданию, на месте В. стояла некогда главная крепость Великоморавского царства. Это предание приводится в связи с деятельностью просветителей славян Кирилла и Мефодия и с пребыванием здесь князей Ростислава и Святополка. В 1885 г. здесь торжественно праздновано тысячелетие славянских апостолов св. Кирилла и Мефодия, при большом стечении народа из разных славянских стран.

Веледа

(Veleda) — дева-жрица из германского племени бруктеров, считалась пророчицей и пользовалась большим авторитетом, особенно возвысившимся тогда, когда оправдалось ее предсказание, что Батав Цивилис будет иметь успех в своем восстании против римлян. На дальнейший ход поднятой им борьбы она имела решающее влияние. Ее приговорам подчинялись германские племена в своих взаимных распрях. При императоре Веспасиане она жила пленницей в Риме.

Веледники

— местечко Волынской губернии, Овручского уезда, при реке Ильинке. Жителей 1171, 2 православных церкви, костел, 2 еврейских молитвенных дома, 6 лавок. Торговый пункт.

Велена

как пишет Ласицкий, но правильно Велинас — подземное божество у язычников-литовцев; ему подчинены были все души умерших людей, и потому жмудины приносили ему жертвы, когда они на поминках ставили столы для духов своих предков. В современном литовском языке В. значит просто — дьявол.

И. Л.

Велендек

(Войтех Викентий) — польский геральдик; род. в 1745 г., умер в 1822 г. Он задумал написать историю польских дворянских родов, но так как у него не было средств на издание, то он прибег к помощи дворян и отплачивал им за то такими генеалогическими указаниями, каких те желали. Несмотря на то, его "Heraldyka" (1794—98, 5 т.) имеет большое значение, особенно для истории дворян XVII и XVIII вв.

И. Л.

Веленевая бумага

— см. Писчебумажное производство.

Велёпольский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Велер

(Фридрих W ö hler) — знаменитый немецкий химик; родился в 1800 году около Франкфурта-на-Майне. Уже в самом раннем возрасте В. обнаруживал страсть к естествознанию. Семья В. переехала 1812г. во Францию, где он вступил в гимназию и находился под влиянием д-ра Буха, укрепившего в юноше его склонности к естественнонаучной деятельности. В. вместе с Бухом сделал первую свою научную работу над содержанием селена в краслицком железном колчедане, имея лишь 20 лет от роду. В 1820 г. он переехал в Марбург, где поступил на медицинский факультет тамошнего Университета, не прекращая своих химических занятий. В 1821 г. В. переехал в Гейдельберг, где в знаменитом химике Гмелине встретил ученого, принявшего самое горячее в нем участие. Когда В. в 1823 г. получил степень доктора медицины и уже думал сделаться практическим врачом, то Гмелин убедил его отказаться от этого плана и посвятить себя химии. Прозорливый учитель послал своего ученика в Швецию к Берцелиусу, где В. окончательно уже утвердился в избрании карьеры химика. В 1836 г. В. получил кафедру химии в Геттингенском университете, где и оставался до своей смерти (23 сентября 1882 г.).

Что касается ученых работ В., то от перечисления даже важнейших из них приходится отказаться; достаточно сказать, что в минеральной химии имя В. встречается на каждом шагу; его работы, касающиеся алюминия, бора, кремния и титана положили, можно сказать, основание для изучение этих простых тел. Алюминий, получающий в настоящее время с каждым днем все большее и большее практическое значение, был впервые (1827 г.) получен В. Им же были получены кристаллические бор и кремний. Огромное философское значение имела одна из работ В. по органической химии, а именно, В. удалось почти случайно получить в 1828 г. органическое вещество, мочевину, из веществ неорганических. Это открытие наделало много шума, потому что до него считали вообще, что между веществами органическими и минеральными есть разница не только в составе, но и в происхождении. По мнению ученых — современников В., вещества органические могут образоваться лишь при содействии так наз. "жизненной силы", т. е. специальной силы, действующей лишь в живом организме. Когда же В. получил мочевину — вещество, образующееся из минеральных веществ (см. Мочевина), тогда та грань, которую проводили между органическими и минеральными веществами, была уничтожена и признание совершенной особенности химических явлений в организмах было оставлено. Кроме того, В. принадлежит еще множество других химических открытий и исследований, сделанных частью им одним, частью в сотрудничестве с Либихом; большинство этих работ относилось к изучению органических веществ, и некоторые (напр. исследования цианистых соединений и соединений бензолола) имели огромное значение в установке теории сложных радикалов.

М. Ю. Гольдштейн Δ.

Велерит

(Wö hlerit) — минерал из группы безглиноземных пироксенов, содержащий Zr. Встречается в виде моноклинических пластинчатых кристаллов желтого цвета со смоляным блеском, похожих благодаря двойниковому образованию на ромбические, в сиенитопегматитовых жилах южной Норвегии.

Велес

— см. Волос.

Велеса

— река Смоленской губернии, приток Зап. Двины. Берет начало из болотистого леса Бельского уезда. Течет по лесистой местности до деревни Бондаревой. Отсюда ее берега круты, песчано-холмисты и местами каменисты. Длина течения около 73 вер., ширина от 1 до 20 саж.; глубина незначительна, и в сухое лето река проходима вброд. От впадения реки Арбузовки весною В. удобна для сплава; разливается до 100 саж. Пристаней для сплава леса — 7 (Рудня, Картавы, Зимовье, Всесвятское, Бибирово, Шабарова и Вараксино). В 1890 г. сплавлено леса по ней вниз 3589000 пудов.

Велеславин

(Велеславина, или из Велеславина, Даниил Адам) — чешский писатель XVI века. Родился в 1546 г.; учился в Пражском университете, где в 1568 г. получил степень бакалавра, а потом магистра. В 1572 г. он сделался профессором истории, но вслед за тем, женившись на дочери пражского типографщика Георгия Мелантриха из Авентина, должен был оставить Университет и всецело посвятил себя научно-литературной и издательской деятельности. На первых своих изданиях он подписывался Адам Даниил или Даниил Пражский; но, получив в восьмидесятых годах XVI века дворянство, он стал писать фамилию В. по деревне, из которой происходил. Он умер в 1599 г. Хотя В. не был человеком глубоких знаний и оригинального ума, тем не менее, он оставил после себя неизгладимую память в чешской литературе благодаря своему языку, который отличается такими достоинствами, что даже в нынешнем столетии, в эпоху чешского возрождения, многие считали самым лучшим признать литературным языком язык Велеславина. Бальбин в своем сочинении ("Epitome rerum bohemicarum") пишет: "Все, что только при императоре Рудольфе II в Богемии появилось в области учености и просвещения, имело в Велеславине или автора, или толкователя, или помощника, или, наконец, типографа". Заслуги его в истории литературы до того ценились чехами, что они конец золотого века своей литературы назвали веком Велеславина. Он издавал учебники, писал о предметах нравственно-религиозных, по географии, по истории, много переводил (напр., "Historia Bohemica" Энея Сильвия, "Vypsani krajiu zem ĕ ruské " Гозия), исправлял и издавал книги и переводы других писателей (хроника Мартина Кутена, еврейская история Иосифа Флавия, турецкая хроника Левеннклавия), писал предисловия к книгам, которые у него издавались. Главнейший труд его — "Kalendar historicky" (Прага, 1578 г.; 2 изд. 1590 г.), и затем "Dictionarium linguae la tinae", т. е. словарь латинско-чешский (1579); "Politia historica" (1584, 1592, 1606 гг.); "Silva quadrilingua", т. e. словарь чешского, латинского, греческого и немецкого языков. Современники называли В. "архитипографом". Он удалялся от полемики и втайне принадлежал к общине богемских (чешских) братьев. По смерти В. больше тридцати поэтов в его честь написали стихотворения.

И. Лось.

Велетни

— см. Великаны.

Велетьма

(Чуналейка) — село Нижегородской губернии, Ардатовского уезда; 142 двора, 1022 жителей (1881). Постоялый двор. Железоделательный и чугуноплавильный завод, выделавший в 1888 г. железа полосового, котельного, листового и кровельного 143125 пудов, пудлинговых кусков и мильбарса 157048 пудов.

Велецкий

(Сергей Николаевич) — земский статистик. Род. в 1864 г. Состоял на земской службе в Полтаве, затем служил в министерстве земледелия и государственных имуществ; в 1896—1899 гг. руководил земско-статистическими исследованиями Уфимской губернии. С 1899 г. служит по переселенческому делу в степных областях. Кроме многочисленных работа по исследованиям Полтавской и особенно Уфимской губерний, В. принадлежит ценная справочная книга "Земская статистика", касающаяся истории и методологии предмета, с предисловием проф. А. И. Чупрова (М., 1899—1900).

Вели-ахд

— слова арабские (вели — обладатель, ахд — договор) и значат: наследник престола.

Велиад

г. — см. Феллин.

Велиал, в Библии

(Велиар) — библейское название темной космической силы, олицетворяющей всякое нечестие и беззаконие. Самое слово по-еврейски означает "виновник, или князь, всякого зла и нечестия", вследствие чего оно, употребляясь сначала в отвлеченном смысле, мало-помалу стало применяться к диаволу или сатане. Нечестивые, беззаконные люди на библейском языке часто называются сынами В. Так, во Второзаконии (XIII, 13) в русском переводе термином "нечестивые люди" передано именно еврейское выражение "сыны Велиала". В псалме XL, ст. 9 выражением: "Слово Велиала пришло на него" обозначается злой навет или даже пагубная болезнь, наводимая на человека злыми людьми. В Новом Завете слово это встречается только однажды, во 2-м послании к коринфянам, и там оно уже вполне имеет смысл олицетворения духа злобы и тьмы, причем Велиал решительно противопоставляется Христу. "Что общего у света с тьмою?" — спрашивает апостол, и затем, продолжая параллель, говорит: "Какое согласие между Христом и Велиаром?" (2 Кор., VI, 14, 15). В этом смысле Велиал является тождественным с другим подобным же олицетворением всякой нечистоты, именно с Веельзевулом (см. это слово). В филологическом отношении можно еще заметить, что в Ветхом Завете рассматриваемое слово имеет форму Велиал, а в Новом — Велиар, вследствие обычного при греческой транскрипции перехода одной плавной буквы в другую, л в р.

А. Лопухин.

Велиал, стихотворные произведения

(Белиал) — так называются средневековые стихотворные произведения, содержанием которых служит судебное разбирательство по делу освобождения из преисподней святых патриархов Ветхого Завета. Черти не соглашаются на то, чтобы Иисус Христос отнял у них лиц, которых они считают своею собственностью, и поэтому обвиняют Спасителя перед судом Всевышнего. Председателем суда назначается Соломон, адвокатом Иисуса Христа является Моисей, диавола же защищает Велиал, по имени которого названо и само литературное произведение. Что вызвало такого рода сочинение — неизвестно: одни полагают, что повод могли дать упомянутые выше слова послания св. Павла к коринфянам, другие же думают, что мотивом могло послужить просто желание популяризовать юридические сведения. Образцом всех такого рода произведений послужило соч. Якова Палладини (умершего 1417 г.), под заглав. "Summa de redemptione animarum SS. Patrum edita secundum processum judicii", изданное около 1 383 г. и, в свою очередь, составленное по образцу сочинения Бартоло де Сассоферрато "Tractatus procuratoris editus sub nomine diaboli", которое излагает спор о спасении человечества, веденный Пресвятой Богородицей с адом. Уже в 1388 г. папа Урбан VI горячо похвалил труд Палладини и советовал всем христианам укрепляться в благочестии чтением этой книги, вследствие чего она вскоре была переведена с латинского на разные новые языки и распространилась по всей Европе. Судебные приемы, описываемые в книге, в разных странах получали местную окраску и изменялись сообразно требованиям практики местных судебных порядков. Французских и немецких переделок, рукописных и печатных, имеется множество; и относятся они большею частью к XV в. У зап. славян В. был известен в латинских списках и переделках, а кроме того, существовали и переводы: так, к XV веку относится несколько чешских рукописей, которые, по всей вероятности, являются переделкой или переводом латинского списка, переписанного в 1392 г. Дерславом Поляком и сохраняющаяся до сих пор в нескольких экземплярах. Часть одного из чешских списков издана в "Vybor literatury č eské" (т. II, стр. 500 — 630); другая рукопись, Стермиловская, издана вся Иваном Новачком. В истории литературы Велиал имеет еще и то большое значение, что заключает в себе много примеров средневекового красноречия.

О чешских списках см. И. Иречек в "Casopis Muzea Kral. Č eského" (1884 г., стр. 319 — 322) и Отта "Slovnik Nau č ny".

И. Лось.

Велигер

(Veliger) — личинка моллюсков, весьма характерная для этого типа. Название получила за то, что она снабжена кольцевой оторочкой (velum), несущей предротовой мерцательный шнур. Личинка эта построена по типу трохофоры (см.) и отличается присутствием на спинной стороне эктодермического углубления, на дне которого залагается раковина (нередко лишь провизорная), т. е. раковинного мешка или раковинной железы (см.).

В. М. Ш.

Велиж

— уездный город Витебской губернии, при реке Западной Двине. Когда был основан Велиж — неизвестно. В 1636 году русский воевода князь Ив. Барбашин построил тут замок деревянный с девятью башнями. В 1580 году, когда Стефан Баторий воевал Полоцкую землю, гетман Замойский сжег замок до основания. Взятый русскими войсками в 1655 году, Велиж был в 1658 году возвращен полякам и только в 1772 году снова присоединен к России. Как в городе, так и в уезде, в это время все церкви были уже униатскими. Число жителей 16372. Велижские купцы ведут значительную торговлю с Ригою. В городе 14 кожевенных заводов, 1 пивоваренный, 2 мукомольных, 5 кирпичных, 37 гончарных, 1 сельтерской воды, 1 синельно-набойный, всего 61, с оборотом в 38195 р. Самая старинная православная церковь — Николаевская. В городе существуют: 2-х кл. муж. училище, с 64 учениками при 4 учителях, приходское училище, с женскою сменою, в котором обучаются 116 мальчиков и 128 девочек, при 4 преподавателях; мужское еврейское училище, с 55 учащимися, и еврейское частное женское училище, с 20 учащимися. В Велиже 2 публичных библиотеки и книжный магазин; больница приказа общественного призрения на 8 кроватей. Врачей 2. Доходы города определены в 13923 р. и столько же назначено на расходы.

См. "Велижское благочиние" ("Пам. кн. Витебской губ. на 1866 г.); Сапунов, "Витебская старина", (т. V); А. М. Сементовский, "Велижский замок" ("Пам. кн. Витебской губ. на 1864 г."); его же, "Белорусские древности".

Велижский уезд — в восточной части губернии; площадь его равняется 3940 кв. вер. Из замечательных мест по своей древности заслуживает внимания могила-курган. Высота ее 1 сажень, а в окружности она имеет 16 саженей. Могила находится среди поля на землях вязьменского сельского общества. В уезд входят возвышенности из смежных Псковской и Смоленской губерний. Значительные высоты находятся в северной части уезда, у границы Псковской губ., при с. Бадягине, на ЮЗ от нее, при д. Прудок и сел. Ростоки и Кожеки, а по левую сторону Двины при д. Сушершеной и м. Ильине. Не менее значительны возвышенности в юго-вост. части уезда; между этими возвышенностями по р. Сертей и Кривке простираются луговые пространства. Около погоста Цепли находится обширная долина с несколькими озерами. Западная Двина пересекает уезд от СВ к ЮЗ; ширина ее до 50 и 65 саж., а берега ее возвышаются до 20 или 30 футов. Ниже с. Крестов находятся на Двине каменистые гряды и пороги, так что Двина судоходна только от устья Межи. Из притоков Двины важна р. Межа, которая протекает по уезду 28 верст. Почва уезда большею частью песчано-глинистая; много гранитных валунов. Жителей в уезде 84375 человек. Женщин более, чем мужчин, на 773 чел. В уезде 4 стана и 13 волостей. Число поселений 1097, из них 2 местечка. Фабрик и заводов в уезде 52, с оборотом в 55600 р., при 14 9 рабоч.; в том числе винокуренных заводов 4, стеклянный завод 1, мукомолен 35, кирпичных заводов 16, завод древесной массы — 1. Жители занимаются хлебопашеством, которое дает им возможность не только питаться своим хлебом, но и продавать его. Сверх того, жители занимаются постройкою судов (барки, лайбы и т. д.), выделыванием деревянной посуды, саней и т. д. Аптек в уезде — 2, врачей — 3 (из них один вольнопрактикующий), фельдшеров — 5. Начальных школ в уезде в 1889 г. было 14 (кроме церковно-приходских и еврейских). На содержание их отпускалось из государственного казначейства 1346 р., а сельские общества давали 3010 р. Учащихся было 590 ч. Церковно-приходских школ было 14. Продажная цена удобной земли в В. уезде была от 10 до 35 р. за десятину, строевого леса — от 50 до 100 р. за десятину, дровяного леса — от 15 до 35 р. Средняя аренда десятины пашни и луга — 4 р. Министерство финансов, при утверждении нормальных подесятинных цен в Витебской губ., разделило уезд на 3 части; цена десятины в первой части назначена 20 руб., во 2-й — 12 и в 3-й — 8 руб. Жители Велижского уезда — преимущественно белорусы и православного исповедания. Великороссы, евреи и поляки составляют только незначительную часть населения. Об особенностях говора жителей этого уезда см. "Белорусы". В уезде 48 древних земляных насыпей. В усвятских насыпных горах находили каменные стрелы, близ местечка Усвят — старинные мечи, палаши, шишаки и наручники. Подробное описание курганов, могил и городищ этого уезда см. "Белорусские древности", изданные А. М. Сементовским. Литературу см. Витебская губерния.

А. С.

Велизарий

— полководец византийского императора Юстиниана Великого (490—565). По мнению некоторых ученых, он был родом славянин и звался Величар. Начав службу простым солдатом императорской гвардии, В. впервые является в сане полководца во время войны с персами, которых принудил к миру (532). В 533 г., начальствуя войском, посланным в Африку против вандалов, он разбил их при Трикамероне, занял Карфаген, взял в плен вандальского короля Гелимера, и тем положил конец Вандальскому королевству. После этого ему поручено было изгнать готов из Италии и разрушить Остготское королевство. В 534 г. В. покорил Сицилию и, переправившись в Италию, взял Неаполь и Рим; но война этим не кончилась, а затянулась еще на несколько лет. Наконец, остготский король Витигес, преследуемый войсками В., был захвачен в плен и отвезен пленником в Константинополь. Между тем, возобновилась война с персами. Победы, одержанные персидским царем Хозроем, заставили Юстиниана послать В. в Азию, где он, действуя с неизменною удачею, окончил в 548 г. и эту войну. Из Азии В. опять был послан в Италию, где остготский ко роль Тотила нанес жестокие поражения византийским войскам и снова овладел Римом. В., прибыв в Италию, быстро поправил там положение дел, но опять был отозван и, вследствие разных придворных интриг, в течение 12 лет должен был оставаться бездеятельным. В 559 г., во время нашествия болгар, ему снова было поручено начальство над войсками, и действия его были по-прежнему успешны. Под конец жизни В. подвергся опале: его громадные имения были конфискованы, и только по ходатайству императрицы Феодоры ему возвращена была половина прежнего состояния. Эта опала впоследствии (в XII в.) подала повод к легенде об ослеплении В.

Велик день

— малорусское и белорусское название праздника Пасхи; в Польше "Wielkanoc". Во всех славянских землях с этим праздником связано много народных обычаев, восходящих ко временам язычества. С полною достоверностью можно сказать, что весенний праздник существовал уже у славян-язычников и только потом с ним совпал праздник Христианской церкви. Первоначально в этот день праздновалось торжество весеннего солнца и просыпающейся вновь жизни после зимнего оцепенения; поэтому повсеместным и главнейшим символом праздника было яйцо. Праздник начинается с Вербного воскресения, когда из церкви приносятся домой ветки вербы со свежими распуколками и все слегка бьют этими ветками друг друга, приговаривая: "Не я бью, верба бьет, чрез неделю Велик день. Будь здоров, как вода; будь богат, как земля". Вечером распуколки вербы варятся к ужину вместе с кашей, которая поэтому называется вербной кашей, или же они сохраняются как лекарство против разных болезней и недугов (см. Верба). В некоторых местностях России в Великий четверг, который иногда называется Чистым четвергом, вечером народ справляет что-то вроде сочельника, вероятно, в память последней вечери; в "красную" субботу красят яйца без всяких обрядов, только приготовляя их к следующим дням. Благодаря розыскам Фаддея Довгирда, который собрал несколько тысяч крашеных яиц, и сообщил вкратце свои наблюдения в "Wis ł a" (см. соотв. статью), мы можем выяснить себе огромное значение, какое эти яйца имеют в истории славянской культуры. Дело в том, что на пасхальных яйцах повторяются рисунки, встречаемые в доисторических могилах; поэтому, с одной стороны, мы имеем налицо доказательство, что обычай красить яйца восходит к глубокой доисторической древности, с другой же — это явление может служить для археологов верным критерием в делении могил на славянские и неславянские. В самый В. день, в России утром после всенощной, в Польше в полдень после литургии, разговляются заранее приготовленными мясными блюдами и сдобными булками, которые у поляков носят разные названия: баб, пляцков, мазурков и т. п. Свинина и жареный поросенок занимают почетное место среди всех блюд. Свинья уже в праарийские времена считалась символом чадородия и вообще плодородия; отсюда ее место в весенние праздники. Влияние церкви, которая старалась убедить народ, что в столь торжественный день надо исключительно предаваться религиозным размышлениям, выразилось в том, что в этот день избегают всяких удовольствий, музыки, танцев, даже не посещают соседей. Зато следующий день изобилует всякого рода развлечениями, из которых многие имеют обрядовый характер. Уже ночью на понедельник собираются молодые парни и ходят по деревне, распевая под окнами соседей, при аккомпанименте гудка, песни о воскресении Господнем, за что они получают подарки, которые носят название "волочебное", юноши же называются волочебниками; иногда они ходят с зеленой веткой, что указывает на языческое происхождение обычая. В Польше посещение соседей с веткой, украшенной лентами и называемой "gaik", и с пением соответствующих песен производятся днем и продолжаются со Светлого Воскресения до Троицы; вместо ветки возят иногда на маленькой тележке петуха, которого тоже надо считать символом плодотворной силы. В Литве и Польше в Светлый понедельник существует обычай обливать друг друга водою, символом весеннего дождя, оплодотворяющего землю (см. Вода живая). Во всех русских и славянских областях в этот день производятся игры с яйцами, первоначальный смысл которых уже затемнился. Вечером обыкновенно все веселятся, пьют, танцуют, и таким образом кончается празднование В. дня.

И. Л.

Великанка

— продолговатый картофель длиною до четырех вершков, с неровною поверхностью и многочисленными глазками; водянистый, безвкусный и маломучнистый сорт, вследствие чего терочные заводы почти его не берут.

Великанов

(Александр Семенович, 1818—1886) — археолог; учился в Ришельевском лицее; в 1850-х гг. основал в Одессе образцовую библиотеку для чтения, но, не встретив сочувствия публики, закрыл ее. Занявшись историко-археологическими трудами, стал в ряды противников норманнской теории происхождения Руси. Напечатал: "Зарница Руси за скифским горизонтом разысканий о ее начале. Древние русские и славянские имена днепровских порогов" (Одесса, 1877) и "Разведки о доисторических временах Русь-Славянского народа" (Одесса, 1878—81). Сотрудничал в "Трудах Имп. Моск. археологич. общества" ("О надписанных камнях по течению Зап. Двины", т. VIII). Его историко-археологические работы не встретили сочувствия в научных сферах.

Великанович

(Иван) — иллирийский писатель; род. в 1723 г., † в 1803 г. Был монахом Францисканского ордена миноритов и занимал разные церковные должности сперва на родине, а потом в Риме; оставил после себя драмы: "Prikazanje razpushtene kcheri" (1780); "Sveta Terezia" (1803); "Uputjena Katolicsanska" (1787) и устав св. Франциска в славянском переводе.

И. Л.

Великаны, в мифологии

(волоты белорус., велетни малорус.) — в славянском переводе хроники Георгия Амартола — полоники, полоници, современные исполины, часто являются героями сказок у всех индоевропейских народов. Предания, касающиеся их, можно разделить на три части: о их происхождении, о их деятельности и о их гибели. С первыми и последними связаны русские предания о Снегурке и сербские о Трояне, хотя и Снегурка, и Троян с течением времени потеряли свой исполинский облик. Деятельность исполинов в славянских землях была тесно связана с деятельностью нечистых духов, и в большинстве случаев черт занял место великана. На Руси, где нет громадных гор, исполинских построек, сравнительно немного сохранилось преданий о подвигах великанов, хотя, тем не менее, в различных местностях, где находятся большие камни, древние городища и т. п., появление этих предметов в данном месте приписывается великану или диаволу. Известнейший из великанов в русской народной поэзии — Святогор, о котором см. Богатыри, Былины; в роли великана выступает и Илья Муромец, когда он, например, изменяет течение реки Оки. Все подобного рода произведения народного творчества являются олицетворением различных сил природы: ветров, течения вод в реках и т. п. Поэтому они могут представляться в виде существ, враждебных человеку и покровительствующим ему богам, или же, напротив, в роли спутников божества и благодетелей людей. Существами первого типа являются греческие титаны, изображающие собою дикие, разрушительные силы природы; в русской словесности им соответствуют Тугарин Змевич, Жидовин и др. Находимые в земле кости допотопных животных народ часто считает костями первобытных людей, и вследствие этого в разных славянских землях возникли предания, что когда-то люди были великанами, но с течением времени их рост уменьшился и дальше будет уменьшаться, пока все не станут крошечными карликами, величиною с муравьев; когда это совершится, тогда наступит конец света. Ср. Вертогор, Вертодуб.

И. Л.

Великаны, патология роста

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великая Бухария

— так называлось у нас в прошлом столетии Бухарское ханство и даже весь западный Туркестан. Название же Малой Бухарии относилось к восточному, или иначе, китайскому Туркестану.

Н. В.

Великая Греция

(по-греч. ή μεγάλη Έλλάς, по лат. Graecia Magna, или Major) — обозначение Южной Италии, поскольку она была населена греческими колонистами, возникшее, вероятно, в Италии во время наивысшего процветания греческих колоний. Понятие, соответствующее этому названию (впервые встречающемуся у Полибия и так называемого Скимна Хиоского), довольно изменчиво и неопределенно. Преимущественно под ним подразумевались греч. колонии при Тарентском заливе и к Ю и ЮЗ от него, т. е. Тарент, Метапонт, Гераклея (на Сирисе), Сибарис, Кротон, Кавлония, Локры и Регион. Иногда сюда причислялись и города западного берега Италии, как Неаполь, Кимы (Кумы), Посидония (Пестум) и др., и вообще все греческие поселения Южной Италии; некоторые авторы распространяли это название даже на греческие колонии в Сицилии. Древнейшая из колоний В. Греции — Кимы, основанные около 725 г. до Р. Хр. Основателями колонии были отчасти дорийцы из Спарты (Тарент), Коринфа (Сиракузы) и Мегары (Сицил. М.), отчасти ионийцы из Эвбеи (Кимы, Неаполь, Дикеархия, Регион, Накс на о-ве Сицилии и т. д.), отчасти пелопоннесские ахейцы (Кротон, Сибарис, Метапонт и др.), отчасти озольские локрийцы (локры). Многие колонии, в свою очередь, основали новые поселения; так, например, Посидония основана Сибарисом, Гераклея — Тарентом, Кавлония — Пандосия и Терина — Кротоном. Некоторые из этих городов рано достигли большого могущества и значительного богатства, которое в некоторых вызвало страшную роскошь и расточительность (Сибарис, Тарент). Искусство здесь достигло высокого развития, как доказывают развалины храмов Посидонии и Метапонта, а также Сиракуз, Селинунта и других городов Сицилии. Италиотские монеты отличаются изяществом. В науках колонии большой роли не играли. Нижней Италии, однако, принадлежит одно из замечательнейших явлений греческой культуры — философско-политический союз пифагорейцев. Если оставить в стороне Сицилию, мы можем сказать, что сила италиотов быстро пала после варварского разрушения Сибариса (511 до Р. Хр.) Кротоном. С того времени италийские племена сабеллов во многих местах одержали верх над эллинизмом. Со времени покорения Нижней Италии римлянами (270 до Р. Хр.) все более и более стал распространяться здесь римский элемент, рядом с ним сохранились и греческий язык и греческие обычаи до времен Римской империи, а в Неаполе — даже до Юстиниана I. Византийское владычество (до XI стол.) дало греческому элементу в Англии и Калабрии новые силы, и только арабы и норманны успели его устранить.

Великая грешница

— служит героиней одного очень интересного раскольничьего духовного стиха "Про душу великой грешницы", записанного в сборниках Якушкина, Варенцова и Киреевских в нескольких редакциях. Стих этот имеет большое значение уже потому, что в нем излагается взгляд народа на все то, что в его глазах считается грехом; грехи идут в следующем порядке: отнятие молока у коров, вытравление из утробы младенца, поселение раздора между мужем и женой, ложь, нарушение постов и других религиозных обязанностей, кража чужой земли и покосов, всякого рода чародейство, посещение игр и плясок и, наконец, пьянство. В стихе есть некоторые места, заимствованные из литературных источников, напр. строки о прощании души с телом заимствованы из греческого апокрифа "Слово о мытарствах"; эпическое введение в стих, вероятно, позднейшего происхождения. Этому стиху соответствует другой, в котором удалой молодец кается сырой земле в своих преступлениях: брани родителей, прелюбодеянии, братоубийстве и святотатстве. Другие стихи о В. Г. не говорят о ее грехах, но только страшными красками рисуют воздаяние за них.

И. Д.

Великая Губа

— Олонецкой губернии, Петрозаводского уезда, один из северо-западных заливов Онежского озера, врезывающийся в Заонежский полуостров. Длина 25 верст. Ширина от 2 до 10 верст. Самый мелководный из заливов Онежского озера. В Великой Губе к СЗ от обширного Климецкого острова есть пять островов. Самый большой из них — Кижский.

А. В.

Великая каменная стена

(Ван-ли-чанг-чинг) — грандиозное по замыслу сооружение, возведенное по повелению императора Цзинской династии Ши-гуанг-ти (Ши-куан), в 214 г. до Р. Х., с целью оградить провинции внутреннего Китая от вторжения в его пределы монгольских орд. При этом императоре она была выстроена лишь до поворота р. Хуан-хэ на Ю (т. е. оканчивалась у Линь-тхао, нынешнего Лан-Чжоу-фу) и только впоследствии была продолжена на З и охватила всю провинцию Гань-су (Хэ-си). По словами китайских историков, Ши-гуанг-ти совершил эту великую постройку в пять лет; на работу наряжался шестой человек из всего народонаселения Китайского государства. Она основана на диких камнях и составлена была из двух то каменных, то кирпичных стен; промежуток их набит землею и булыжником. Высота ее доходила до 24, а толщина до 13 футов. Через каждые сто шагов поставлены башни. Кто-то вычислил, что материалы, употребленные на постройку до 2 миллионов домов, полагая каждый в 2000 куб. фут., едва составят массу, пошедшую в корпус стены. Длина ее — 10000 ли, т. е. немного более 4000 верст; но не везде на этом протяжении она сохраняет характер двойной зубчатой стены, какой имеет, например, у Пекина. Вдоль Ордоса, у Алашаня и в провинции Гань-су это не более как глинобитный вал и невысокая каменная ограда или даже только бесформенные груды камней. Китайское правительство давно уже ее не поддерживает.

Гр. Грум-Гржимайло.

Великая княгиня

— титул, присвоенный супруге великого князя при условии, если брак ее последовал с соизволения императора, и она сама принадлежит к владетельному дому. Великим княгиням производится из сумм удельного ведомства отдельное от их мужей содержание, а именно, супругам сыновей Императора отпускается по 40000 рублей, а супругам внуков Императора — по 20000 рублей в год. Кроме того, при вступлении в брак сыновей и внуков Императора супругам их предоставляются в дар, единовременно, тоже из удельных сумм, по два капитала: один — в 100000 руб. от имени Государя Императора, а другой — в 50000 р. от великого князя-супруга. Ежегодное содержание великих княгинь во вдовстве обращается им в пенсию; но в полном размере пенсия эта им производится только во время пребывания их в России; по выезде же из России они получают ежегодно одну третью часть ее и совершенно лишаются пенсии в случае вступления в другой брак. В имении своих супругов вдовствующие великие княгини наследуют указную часть на основании общих законов.

Великая княжна

— титул, сопряженный с титулом императорского высочества, в силу учреждения о Императорской фамилии 2 июля 1886 года (Свод Законов, т. I, ч. I, по продолжению 1886 г.) принадлежит дочерям, сестрам и, в мужском поколении, внукам императоров; до того, по учреждению 1797 года, он принадлежал еще и правнукам и праправнукам императора. Помимо общих прав и обязанностей членов Императорской фамилии (см. Императорский Российский дом), велик. княжнам присвоены следующие особые права и преимущества: 1) им предоставлен указанный титул; 2) знаки ордена Св. великомученицы Екатерины они получают при крещении; 3) при проезде через крепости или во время присутствия во флоте им отдаются почести по уставам воинским и морским, если будет на то собственное их изволение; 4) им предоставлены особые гербы, большой и малый, с различиями, определенными в описании гербов великих княжон-дочерей и внук императора. Великим княжнам полагается до замужества денежное содержание, а при замужестве — единовременно приданое награждение. Размеры и источники того и другого определяются следующими правилами. На содержание великой княжны-дочери императора, до совершеннолетия или до вступления ее в брак, определяется для каждой в год 33000 руб., которые отпускаются из сумм Государственного казначейства. Дочери императора с совершеннолетия до замужества получают ежегодно из сумм удельного ведомства по 50000 руб. Из того же источника отпускается великим княжнам-внукам императора до совершеннолетия или до вступления в брак по 15000 руб. в год, а с совершеннолетия до замужества — по 50000 руб. в год. Приданого награждения все великие княжны получают из сумм Государственного казначейства по миллиону рублей, но недвижимого имения они от государства никакого получать не могут. Выдачей приданого награждения пресекается всякое дальнейшее их требование как от государства, так и от департамента уделов. По выходе замуж великие княжны сохраняют принадлежащие им по праву рождения места в собраниях и во всяких сему подобных случаях, а свой герб Российский присоединяют к гербу своих супругов. Чужестранные принцы, вступившие в брак с В. княжной, имеют место по собственным своим степеням. Дети великих княжон от брака их с чужестранными принцами счета в родстве с императором для получения титула, пенсии и приданого вести не должны, а пользуются всем оным по праву, отцу их принадлежащему. О рождении, браке и кончине великих княжон возвещается во всенародное известие манифестами. О совершеннолетии, брачных договорах и проч. — см. Императорский Российский дом.

Великая ночь

— см. Велик день.

Великая Польша

— название северо-западной части бывшей польской Речи Посполитой, впервые встречающееся в источниках под 1242 г., как имя древнейшей Польши, т. е. той области ее, из которой первоначально пошло создание Польского государства. Впоследствии под этим именем понималась одна из трех провинций Речи Посполитой, составлявшаяся до 1772 г. из следующих воеводств: 1) Познанского, с землею Веховской, 2) Калишского, 3) Серадзского, с землею Велюнской, 4) Ленчицкого, 5) Брест-Куявского, 6) Иновроцлавского, с землей Добржинской, 7) Плоцкого, 8) Раевского, 9) Мазовецкого, 10) Хелминского, с землей Михайловской, 11) Мальборгского, 12) Поморского и 13) епископского княжества Вармии. Из них воеводства Познанское и Калишское назывались собственно Великой Польшей в тесном смысле, Брест-Куявское и Иновроцлавское назывались Куявией, Мазовецкое и Раевское — Мазовией, Хелминское же, Мальборгское и Поморское с Вармией составляли польскую, или королевскую, Пруссию. Все это — название некогда самостоятельных областей или уделов, постепенно соединившихся с основным государством, потому ли, что в них вымерла княжеская линия Пястов, или потому, что они были принуждены к такому соединению силой оружия.

В. М.

Великая Пятница

или Великий пяток — так называется в Православной церкви пятница Страстной недели, в которую на утрени читают "Двенадцать Евангелий" ("Страсти Господни"). Если в этот день не приходится праздник Благовещения, то литургии не бывает, а поются только Часы, читаются пророчества и места из апостольских посланий и повторяется история "Страстей Господних". На вечери вспоминается погребение Спасителя: вынос плащаницы.

Великая Седьмица

или Страстная неделя (в народе "Страшная") — последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе и посвященная воспоминаниям о страданиях Спасителя. Торжественное богослужение этой недели установлено в древние времена и расположено по евангельской истории земной жизни Иисуса Христа, начиная с входа в Иерусалим. Каждый из дней этой недели называется великим.

Великая Соль

— древний город Московского княжества, близ Юрьева, существовавший в XV в.

Великая Среда

— среда Великой Седьмицы. В этот день Церковь вспоминает пребывание Спасителя в Вифании, в доме Симона Прокаженного (Матф. XXVI, 6—16; Иоан. XII 3).

Великая Суббота

— последний день Великого поста. На утрени продолжается поклонение плащаниц, литургия — Василия Великого, с вечерней; начало ночи проводится в чтении Деяний апостольских и наконец, непосредственно перед пасхальною утреней, совершается полунощница.

Предыдущая страница Следующая страница