Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Б" (часть 89, Буг - Буд)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Б" (часть 89, Буг - Буд)

Предыдущая страница Следующая страница

Бугенвилль Луи

(Louis-Antoine de Bougainville) — знаменитый французский мореплаватель, родился в Париже в 1729 г., умер там же в 1811 г. Будучи сыном нотариуса, Б. начал свое жизненное поприще адвокатом при парижском парламенте. В 1752 году он издал: "Трактат об интегральном счислении"; в 1754 году был назначен секретарем посольства в Лондоне; в 1756 году в качестве капитана драгунов и адъютанта Монкальма (Montcalm) отправился в Канаду, где, после смерти Монкальма, командовал отступлением, а в 1761 году отличился на берегах Рейна. После заключения мира Б., назначенный капитаном фрегата (1763 г.), отправился на Фалкландские острова, для устройства там французской колонии. В 1766 г. Б., в сопровождении естествоиспытателей, художников и астрономов, отправился из Сан-Мало на фрегате "La Boudeuse" в кругосветное плавание. Благополучно пройдя через Магелланов пролив, он исследовал обширный и опасный для мореплавателей архипелаг Помоту, остановился в Таити, открыл большую часть о-вов Самоа, названных им о-вами Мореплавателей, посетил о-ва Ново-Гебридские, вновь отыскал Соломонские о-ва и, отдохнув на Молукских о-вах, возвратился в Сан-Мало в 1768 г. В 1771 году он опубликовал отчет об этом путешествии под заглавием: "Description d'un voyage autour du monde" (Пар, 1772, нов. изд., 1861). География Океании многим ему обязана: он открыл немало неизвестных до того островов, определил положение многих о-вов уже известных и сообщил массу интересных сведений об обычаях и нравах туземцев. Во время войны за независимость Американских Штатов Б. одержал при о-ве Мартинике победу над адмиралом Гудом (Hood) и был назначен начальником эскадры. В 1791 г. Б. был произведен в вице-адмиралы, а в 1796 г. избран в члены французской Академии. Из написанного Б. необходимо указать еще на "Essai historique sur les navigations anciennes et mod ernes dans les hautes latitudes septentrionales".

Бугенвилль, остров в Тихом океане

(Bougainville) — наибольший из группы островов Соломонова архипелага в Тихом океане, находится по договору, заключенному 6 апреля 1886 г. между Германией и Великобританией, под германским покровительством. На Ю он отделен от другого немецкого острова Шуазель проливом Б.; на том же южном берегу находится очень удобная гавань Бланш, зато восточный берег низок, а западный — опасен, вследствие целого ряда рифов. Наиболее высокая вершина острова, Бальби, возвышается на 3067 м над уровнем моря. Остров имеет площадь в 10 тыс. кв. км, весьма плодородную и покрытую лесом.

Бугенгаген Иоганн

(Johannes Bugenhagen), называемый Померанусом или д-ром Поммером — один из самых видных сотрудников Лютера, род. в 1485 г. в Виллине, в Померании; изучал с 1502 г. богословие и гуманитарные науки в Грейфсвальде и уже в 1503 г. был назначен ректором Школы в Трептове. Он написал, по поручению герцога Богуслава X, первую историю Померании: "Pomerania" (Грейфсвальд, 1728; новое изд., Фогта, там же, 1857). Под сильным впечатлением лютерова сочинения: "Vom babylon. Gef ä ngniss der Kirche", Б. в 1521 г. отправился в Виттенберг и здесь читал лекции о Псалмах, которые вышли в 1524 г. под загл.: "Interpretatio in librum psalmorum" (Базель). Назначенный еще в 1523 г. священником городской церкви, Б. сделался в 1528 г. профессором библейской экзегетики в Виттенбергском университете В спорах о причащении он участвовал горячим полемическим сочинением против Цвингли (1525); при переводе Библии он был одним из самых ревностных сотрудников Лютера и перевел его Библию для Нижней Саксонии на простонародный немецкий язык — Plattdeutsch (Любек, 1533). Но главная заслуга Б. состоит в том, что он с большим успехом установил церковные порядки на реформационных основоположениях в ряде городов: Брауншвейге, Гамбурге, Любеке, Бремене, Гёттингене, Оснабрюке и др. В 1534 г. Б. провел Реформацию в Померании, а в 1537 отправился с той же целью в Данию, где он также трудился над восстановлением Университета в Копенгагене и был в нем 1-м ректором и преподавателем богословия. В 1542 г. он ввел те же церковные порядки в Шлезвиг-Гольштейне, а в 1543 году посетил церкви в Гильдесгейме и Брауншвейге. С этого времени он оставался на своем служебном посту в Виттенберге. С Лютером Б. оставался в дружбе до конца и произнес над ним в 1546 г. надгробную проповедь. Ум. в 1558 г.

Ср. Vellermann, "Das Leben des Johann B." (1859).

Бугер Петр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Буги

или Вуги, по-голландски бёгинезцы (Boeginezen) — народ на Индийском архипелаге, принадлежащий к малайскому племени и исповедующий магометанскую веру. Б. живут на восточной половине юго-западной части острова Целебеса, куда они переселились в древности с Суматры, основав несколько мелких государств, которые ныне все находятся под верховною властью Нидерландов. Они занимаются в значительных размерах торговлей и судоходством. Много Б. служит в нидерландо-индийских войсках и флоте. Язык их, вместе с близко родственными ему макассарским и альфурийским, составляет особую ветвь малайского корня. Б. владеют собственными письменами, взятыми из древнеиндийского алфавита: у них есть и древняя, и новая литература. Языком и литературой буги особенно занимался живущий в Макассаре голландский языковед В. F. Matthes.

Ср. Hollander, "Handleiding bij de bevefening der land en volkenkunde van Nederlandsch Indie" (2 т., Брэда, 1861—64).

Бугор Василий

— казак, ходил по Сев. Вост. Сибири (около половины XVII в.) для сбора ясака. От него сохранилась челобитная государю, в которой он с товарищами испрашивает у государя прощения за самовольную отлучку из воеводского города, вынужденный к тому жестокостью воеводы. Побывал он и на Яне, Индигирке, Колыме и всюду облагал туземцев (тунгусов, якутов и др.) ясаком, состоявшим из пушных зверей.

В. Р.

Бугорный лес

— см. Бревно.

Бугорчатка

— см. Чахотка.

Бугро Вильям-Адольф

(William-Adolphe Bouguereau) — французский живописец, родился в Ла-Рошели (департ. Нижней Шаранты) 30 января 1825 г. В 1846 году Б. поступил в Ecole des Beaux-Arts, где работал под руководством Пико и в 1850 вместе с Бодри получил первую награду (Prix de Rome) за картину "Зиновия, найденная на берегу Аракса". Из Рима он прислал "Идиллию" (1853), которая заставила обратить на него внимание, а затем "Перенесение в катакомбы останков св. Цецилии". Из его картин заслуживают внимания: "Император, посещающий потерпевших от наводнения в Тарасконе в Гюне 1856" (1857); "Возвращение Товии"; "День усопших" (1859); "Вакханка" (1863). Кроме того, он много работал над украшением часовен: св. Людовика в церкви св. Клотильды, св. Петра и Павла и св. Иоанна Предтечи в церкви св. Августина в Париже, и над внутренней отделкой концертной залы в большом театре в Бордо. В 1876 Б. был избран членом Французской академии. Из его картин последнего времени следует упомянуть: "Богородица, Христос-Младенец и св. Иоанн Предтеча" (1875); "Пиэта" (1876); "Богородица утешительница" (1877); "Рождение Венеры" (1879); "Пр. Дева среди ангелов" (1881); "Брат и сестра" (1882); "Молодость Вакха" (1884); "Амур победитель" (1887) и "Первый траур" (1888).

Бугров Александр

— магистр математики Московского унив. Напечатал: "Рассуждение о первом ходе и распространении наук вообще etc." (M., 1814) и "Рассуждение об эллиптическом движении небесных тел" (М., 1820, диссертация).

Бугроушка

— плоскодонная, без киля, лодка, около 4-х саж. длиною, на которой переезжают в Каспийском море от одного рыболовного "бугра" к другому.

С.

Бугры зрительные

— см. Головной мозг.

Бугский 26-й драгунский полк

эрцгерцога австр. Франца Фердинанда — сформирован в 1817 г.; настоящее название носит с 1882 г. Знаки отличия: георгиевский штандарт "В воздаяние отличных подвигов, оказанных (Б. казач. войском) в сражениях с французами при гг. Вязьме, Краоне, Лаоне и Арсисе", 19 серебр. труб "За отличие в войне с Францией 1812, 1813 и 1814" (3 украинского уланского полка) и "За усмирение Венгрии в 1849 г.", знаки на шапки "За отличие 1831 г. при усмирении Польши" (1 украинского уланского полка), петлицы на мундиры офицеров "За отличие в войну 1877—78 гг.".

Бугский лиман

— см. Днепро-Бугский лиман, Буг.

Бугульдейха

— р. Иркутской губ., берет начало в Байкальских горах и, направляясь на ВСВ, впадает в озеро Байкал двумя рукавами, под 50°30' сев. широты и 123°43' вост. долг. Длина течения 50 в.; долина реки узка, от 60 до 100 саж., обставлена горами, утесы которых состоят из гранита, роговообманкового гнейса и известняков. Пробежав в верховьях своих ущелье в 10 саж. ширины, река расширяется; горы, стеснявшие течение, расходятся, принимая более мягкую форму — с покатыми боками и округленными вершинами. Ширина каменистого ложа реки не превосходит 10 саж., глубина незначительна, течение быстрое, вода прозрачна; при впадении река образует наносы; у устья ее, на берегу Байкала, находится небольшая деревушка Бугульдейска и разбросан Бугульдейский улус бурят, в котором числится до 300 душ об. п. В оз. Байкале, у устьев р. Бугульдейхи, производится богатый улов рыбы — омуля, или бугульдейки (Leucichthys omul Pall.).

Ф. Ш.

Бугульма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бугульник

— см. Багульник.

Бугунь

— небольшой правый приток Сыр-Дарьи, стекающий с юго-западных склонов хребта Каратау. При быстром таянии снега производит значительные наводнения.

Бугуруслан

— уездный город Самарской губернии, в 267 верстах к ВСВ от губернского города, под 53°39' с. ш. и 70°5' в. д., на плоской возвышенности, окруженной с трех сторон довольно высокими горами, на правом утесистом берегу р. Кинеля, при впадении в нее небольшой р. Тарханки. В 2 вер. от города станция Самаро-Уфимской ж. д. Бугурусланская слобода основана в 1748 г. В 1781 г. слобода переименована в уездный город Уфимского наместничества, в 1797 г. город оставлен за штатом, в 1802 г. восстановлен уездным городом Оренбургской губернии, а в 1851 г. приписан к Самарской губ. Многие жители занимаются хлебопашеством, огородничеством и пчеловодством. Торговля города успешна; кроме базарных дней, в городе две ярмарки: в 10-ю пятницу по Пасхе и с 1-го сентября, каждая по 7 дней. По последним сведениям в Б. считается жителей 13476 д. об. пола; в том числе православных 11801, раскольников 370, магометан 1280, прочих вероисповеданий 25. Церквей 2, больницы 2, училище Духовное, Городское 2-классное, Женская прогимназия и 2 приходских училища. Заводы мыловаренный, воскобойный. В городе находится Покровский женский монастырь, основанный в 1847 г.

Бугурусланский уезд, в восточной части губ. Пространство 15905 кв. в. По поверхности уезда проходит несколько горных кряжей, состоящих преимущественно из известняка, покрытых мелким лесом и пересеченных оврагами, по которым стекают ручьи. Северная часть у. занята склоном плоской возвышенности, идущей по южной границе Бугульминского уезда; отсюда берет начало р. Сок. Правый берег Сока сопровождается отлогими холмами, которых самая возвышенная точка находится около Сергиевска. К этой гряде справа примыкают Сургутские горы, состоящие из известняка, содержащего в себе много серы; у подошвы их расположены известные Сергиевские минеральные ключи, а выше устья Сургута, на горе, — Серноводск. В береговых кряжах Сока и Кинеля заметны признаки каменного угля, а в долине Сока есть место рождения серы; вообще преобладающая формация в уезде — пермская, с ее характерными красными и полосатыми мергелями. Почва уезда преимущественно супесчаная, покрытая тонким слоем чернозема; только 1/5 часть полей из чернозема с примесью глины; солонцы также встречаются в уезде. Всех рек, речек и ручьев в уезде до 228, но все они незначительны; самая большая река — Кинель, берущая начало в восточной части уезда и текущая через весь уезд к западу и юго-западу в крутых обрывистых берегах. Сок берет также начало в уезде близ деревни Соккармалы и протекает мимо Сергиевска. Озер немного, и все они невелики; по содержанию в воде серы замечательны: 1) озеро близ деревни Иштулкиной (до 60 саж. дл. и 45 шир., от 2 до 7 арш. глубины), в котором добывалась сера еще в XVIII в.; 2) Сергиевское и 3) Голубое, или Шумбурт. Главные занятия жителей: хлебопашество, скотоводство и пчеловодство; сеются: рожь, овес, ячмень, просо и пшеница. Значительных размеров достигают бахчеводство и разведение табака. Урожай хлеба не только покрывает местное потребление, но даже есть избыток, сбываемый на станции Самаро-Уфимской жел. дор., перерезывающей среднюю и восточную часть уезда, а из западной части хлеб идет гужом в Самару. Железная дорога прошла здесь недавно и не успела еще значительно видоизменить приемы хозяйства, так что в крупных имениях уезда еще много старых залежей и даже непаханых степей, а также значительное овцеводство. Самая старая овчарня — в селе Палибине, имении гг. Карамзиных, где с 1883 года существует Метеорологическая станция 2-го разряда. Наблюдения ее показали, что климат значительно суровее, чем в Самаре. Лесов мало сравнительно с другими северными уездами Самарской губернии и нет сплошных лесных пространств; лиственные рощи раскинуты преимущественно в долинах pp. Сока, Сургута, Кинеля, в верховьях р. Савруши и близ границ Бугульминского уезда. Строевого леса мало. Главные промыслы жителей: крашение сукон и шерстобитье. Внутренняя торговля уезда сосредоточивается на 8 ярмарках; в сл. Кинельско-Черкасской (две), с. Воскресенском, Исаклях, Богородском (Пономареве тож), Покровском, Сосновке, Сергиевке (две), в д. Баклановке и Петровке. Число жителей, кроме города, 358278 душ обоего пола, в том числе: православных 310674, раскольников 9620, магометан 33846, идолопоклонников 2138; великоросс. 215548, малороссов 19595, татар 16745, башкир 6413, мордвы 63417, чуваш 35560. Фабрик и заводов: 2 винокуренных, 2 водочных, 1 свеклосахарный; конских заводов в уезде 10; разводятся преимущественно лошади чистокровные, рысистые и башкирские. Сергиевские минеральные воды, обильные содержанием сероводорода, по своему действию сходны с Ахенскими и отчасти с Крейцнахскими. Остальные сведения и литературу — см. Самарская губ.

А. В.

Бугуруслан-кыр

— чинк (обрыв) Устюрта, сопровождающий Узбой (см. это сл. и Аму-Дарья) между Топиатаном и Игды.

Бугучан

— остров в Иркутской губ., на оз. Байкал, в сев. его части, близ СЗ берега (между 54° и 55° с. ш.). Имеет только 1 вер. длины и сердцевидную форму; скалист, но почва на скалах плодородна, и растительность так роскошна, что Георги называет Б. садом Байкала. От Бугучанского мыса остров отделяется в 1 версту проливом, самый же мыс вдается в озеро версты на три или четыре и ограничивает так наз. Бугучанскую бухту.

Бугшприт

— см. Бушприт.

Буд

— речка в Европейской России, в Оханском уезде Пермской губ., правый приток р. Обвы.

Буда

— венгерское имя г. Офена.

Буда, брат Аттилы

— брат и соправитель Аттилы, известного предводителя гуннов. Когда Аттила опустошал Европу, Б. оставался в Венгрии, и предание считает его основателем Будапешта.

Буда, хозяйственная постройка

— постройка в лесу для выварки поташа, сидки смолы и дегтя.

Буда-Кошелевская

— ст. Либаво-Роменской ж. д., в 41 в. к З от Гомеля, Могилевской губ. Вблизи стеклянные заводы кн. Паскевича.

Буда-Шарчихина

— местечко Черниговской губернии, Глуховского уезда, на границе Севского, близ верховьев р. Ивотa. 3°45' долг. (П.) и 51°57' сев. шир. На СВ прилегают крупные леса Севского уезда. Высота местности около 92 саж. Пространство, занятое местечком = 5 квадр. верст. В м. две православн. церкви, 3130 чел. жит. От Глухова 35 верст. Третичные зеленые пески выходят к востоку от села, заключают глауконит, а след., и кали, и потому годны для удобрения.

Кдрц.

Будагов Лазарь Захарович

— доцент С.-Петербургского университета (с 1845 по 1870 гг.) по кафедре татарского языка (адербейджанского наречия), родом армянин. Первоначальное образование получил в Астраханской гимназии, затем слушал лекции в Москве и впоследствии в Казани, где окончил полный курс наук; три года состоял преподавателем персидского и татарского языков в Тифлисской гимназии. Главнейший труд его, над которым он работал в течение многих лет: "Сравнительный словарь турецко-татарских наречий" (в трех выпусках, СПб., 1868—70). Кроме того, им издано: "Практическое руководство к турецко-татарскому адербейджанскому наречию" (Москва, 1857), интересное в том отношении, что является, кажется, первой попыткой применения методы Робертсона к изучению восточных языков; к более раннему, тифлисскому периоду его деятельности относятся: "Краткий учебник татарского языка" (18 4 4) и речь "Об учении Магомета и причинах быстрого его распространения".

Будаев

(Николай Сергеевич) — заслуженный профессор математики Петербургского университета и преподаватель (с 1863 г.) Михайловской артиллерийской академии и Училища, род. в 1833 г. и окончил курс с золотою медалью в бывшем Главном педагогическом институте в 1853 г. По окончании курса был оставлен в этом же Институте адъюнктом по физико-математическому факультету. Напечатанный им в 1856 г. научный труд: "Общая теория равновесия твердых тел, погруженных в жидкость", послужил диссертацией на степень магистра физико-математических наук, которую Б. получил по защите диссертации в Петербургском университете (1857 г.). В Университете Б. читал лекции с 1865 г. в качестве приват-доцента по начертательной геометрии, высшей геометрии и теории упругости; в 1878 г. Университет избрал его штатным доцентом, причем ему поручено было чтение части курса механики, а с 1885 г., после назначения экстраординарным профессором, Б. взял на себя чтение аналитической геометрии. Вместе с тем Б. преподавал различные отрасли чистой и прикладной математики в других высших учебных заведениях. Преподавая в Артиллерийской академии и Училище теоретическую механику, профессор Будаев напечатал "Курс теоретической механики". Обладая обширными и разносторонними знаниями в области математики и математической физики и даром ясного изложения предмета, Б. приобрел лестную известность талантливого ученого и отличного профессора и преподавателя по всем отраслям чистой и прикладной математики.

Д. Б.

Будаев (дополнение к статье)

(Николай Сергеевич) — заслуженный профессор математики; умер в 1902 г.

Будаевский Сергей Александрович

— генерал-лейтенант, военный педагог. Род. в 1851 г.; окончил курс в Артиллерийской академии; преподавал математику в Пажеском корпусе, артиллерию — в училищах Константиновском и Инженерном; был инспектором классов в Николаевском кавалерийском училище. Состоит генералом для особых поручений при главном управлении военно-учебных заведений и исполняет обязанности второго помощника главного начальника этих заведений. Его труды: "Арифметика" для старших классов (4 изд., СПб., 1884—1889); "Курс артиллерии" (3-е изд., СПб., 1890—99); "Начала механики" (2 изд., СПб., 1893—96); "Прямолинейная тригонометрия" (СПб., 1890), "Артиллерия. Орудия и снаряды" (2 изд., СПб., 1900).

Будакский лиман

— соляный лиман и грязелечебное место Бессарабской губ., Аккерманского уезда, под 46°12' сев. шир. и 48°24' вост. долг., в 23-х верстах от уездного города. По анализу, произведенному (1887) проф. Вериго, лиманная вода содержит высокий % поваренной соли (более 18½ грамм на литр воды), хлористого калия, магния и других солей. Еще выше % содержания их в лиманной грязи. При нем имеется небольшое, хорошо устроенное заведение. Жизнь недорога.

Г.

Будалец

— см. Бревно.

Будапешт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Будапешт (дополнение к статье)

(см.) — столица Венгрии. В 1900 Г. — 732000 жителей.

Будара

бударка: а) Астраханская — лодка длиною 2—3½ саж., шириною 2½—3 фут. и глубиною 1—1½ фут.; поднимает груза 10—30 пуд., углубляясь на ½—1 фута; служит 5—7 лет. Имеет одну мачту и отличается острою носовою частью с большим уклоном, или навесом, вперед. Употребляется для подвоза на городские рынки в Астрахани с окрестных ватаг разных жизненных припасов: рыбы, овощей и т. п.; б) Уральская — лодка длиною 28¾ фут. и шириною 2½ ф., с углублением на ½ ф.; выдалбливается из осинового дерева и ходит в море версты за четыре от берега; в) Волжская (до Самары) — дубовая лодка, без киля, длиною 11—14 арш. и шириною 1½ арш., поднимает груза 15—25 пуд. и употребляется при разгрузке судов; г) В Казанской губ. — вообще долбленая лодка, или однодеревка.

В. Собичевский.

Бударинская станица

в земле Уральского казачьего войска, верст. в 70 к Ю от г. Уральска, на правом берегу реки Урал и при озере Бударинском. К приходу станицы причисляются поселки: Прорвинский в 185 дворов с 1115 душами об. п. жит.; Коловертный в 200 дворов с 1305 душами об. п. жит. и Бударинский в 389 дворов с 2149 душами об. п. жит. В станице есть Начальная войсковая школа и 7 мастеров и мастериц грамоты, обучающих детей у себя на дому. Православные церкви в поселках Бударинском и Прорвинском. Земли под посевы занимают 3954 десятины. Лошадей 4252 головы; рогатого скота 5570 голов; верблюдов 183 головы; баранов 4782 головы. Около 445 человек (во всей станице) исключительно занимаются рыболовством.

Будаун

— окруж. г. в сев.-зап. провинции британской Индии; форт; жит. 34000.

Будберг Андрей

(фон Budberg) — русский дипломат, родился в 1820 г.; был 1844 г. секретарем посольства во Франкфурте, в 1849 г. поверенным по делам, в 1852 г. — посланником в Берлине, в 1856 г. — в Вене, в 1858 г. — снова в Берлине, в 1861 г. — в Париже, а в 1868 г. вышел в отставку для того, чтобы иметь возможность вызвать на дуэль барона фон Мейендорфа, которая и состоялась в Мюнхене. Позже Будберг был назначен, в чине тайного советника, членом Государственного совета. Умер 9 февраля 1881 года в СПб.

Будберг-Беннингаузен (Роман) — поэт, родился 1816 г., близ Ревеля; учился в Дерптском университете, позже переехал в Германию. С 1840 он прожил несколько лет в Берлине, где был членом основанного Сафиром воскресного кружка, носившего имя "Tunnel ü ber der Spree", и затем возвратился на родину; в 1858 году умер в своем имении в Эстляндии. Б. напечатал "Erste Lieder" (Ревель, 1838), "Gedichte" (Берлин, 1842; 2 изд., Ревель, 1861); перевел поэму "Мцыри" Лермонтова под заглавием: "Der Novize" (Берлин, 1842) и издал под заглавием: "Aus dem Kaukasus" переводы из Лермонтова (Берлин, 1843). Б. написал также к 50-летнему юбилею Дерптского университета студенческую песню: "Bursche heraus".

Будберг Богдан Васильевич

(Gottard Wilhelm, 1776—1882) — писатель. Был посланником в Стокгольме, позже гражданским губернатором Эстляндии. Его труды: "Ueber den Schweizer Christen" (1804); "Zeitung f ur die elegante Welt" (1804); "Biographische Nachrichten über Christof von Benckendorf" (1823); "Essai historique sur les négociations entre les cours de Petersb. et de Stockholm" (1803).

Будберги

(Budberg), называемые собственно Бённингаузенами (Boenninghausen) — дворянский род, происходящий из Бённикгузена (Bennichusen) в Вестфалии и переселившийся в XIII веке в Лифляндию, был при шведском господстве в XVII веке возведен в баронское достоинство, но лишь в XIX веке Б. признаны баронами также и русским правительством.

Андрей Эбергард фон Б. — русский министр иностранных дел во время войн с Наполеоном, род. в 1750 г. близ Риги, поступил молодым человеком в русскую военную службу и был рекомендован в 1783 г. генерал-фельдмаршалом Броуном императрице Екатерине II в качестве дипломата. Имп. Александр I в 1806 назначил Б. министром иностранных дел. Будучи министром, он возражал против ратификации договоренных между Убри и Кларком условий мира России с Францией; в Тильзитских переговорах о мире, в 1807 году, Б., по желанию Наполеона, не принимал участия. Но он все-таки сопровождал императора Александра I в Тильзит и, возвращаясь вместе с ним через Ригу, подал, в знак протеста против заключения союза с Наполеоном, просьбу об отставке, которую получил, однако, лишь в 1808 г. Б. ум. в 1812 г. в С.-Петербурге. Для истории дипломатии имеет значение его секретная переписка с Екатериной II и Александром I.

Будвейс

(по-богем. Сesk é Budĕ jovice) — город в Богемии, при слиянии Молдавы, становящейся отсюда судоходною, и Мальча, на пересечении нескольких жел. дор., расположен в ровной, плодоносной стране, правильно обстроен и имеет три предместья; жителей в нем считается 23845 чел. Большая рыночная площадь окружена арками, а в середине украшена прекрасным фонтаном. Из публичных зданий особенно заслуживают внимания: собор с отдельно стоящей колокольней (выстроенный в 1550), ратуша, городской музей, готическая церковь пиаристов, епископский дворец. Из учебных заведений в Будвейсе находятся Богословская и Педагогическая семинарии, Немецкая и Чешская прогимназии и гимназии, Немецкое высшее реальное училище, Немецкая и Чешская народные школы, Немецкое городское училище для мальчиков и девочек, Учительская семинария, Школа музыки, Коммерческое и Ремесленное училища. Между фабриками следует в особенности отметить обширные заведения для изготовления фаянсовой посуды и карандашей, машинных иголок, машин. Предметы торговли составляют, главным образом, хлеб, дерево, каменный и бурый уголь и соль. На север от Б. возвышается над долиною Молдавы великолепный готический замок Фрауенберг князей фон Шварценбергов. Б. основан в 1256 г. Оттокаром II. Округ Будвейс имеет 1087,50 км с 86023 жит., большею частью немцев.

Будвич

— см. Бляха.

Будге Юлий

— физиолог, род. 6 сентября 1811 года в Вецларе, посещал тамошнюю Гимназию, и в 1828—33 гг. изучал медицину в Марбурге, Вюрцбурге и Берлине; затем, в качестве практического врача, жил сначала в своем родном городе, затем в Альткирхене, близ Кобленца, и в 1842 г. поселился в Бонне. В этом последнем в 1847 г. он был назначен экстраординарным, а в 1855 г. ординарным профессором, и читал лекции по анатомии и физиологии, а также и по зоологии. В 1856 году был приглашен директором Анатомического института и ординарным профессором анатомии и физиологии в Грейфсвальд. Как физиолог и анатом, Б. занимался преимущественно нервной системой. Именно он доказал связь между частями головного мозга, с одной стороны, и мочевыми и половыми органами — с другой, и сделал чрезвычайно важное для физиологии нервной системы открытие, что большой симпатический нерв происходит из спинного мозга, тогда как до того времени считали доказанным, будто этот нерв происходит от периферических симпатических узелков. Он опубликовал это открытие в сочинении, которое было увенчано премиями Французской и Бельгийской академиями наук. Вследствие этого открытия был найден длинный ряд фактов, объяснявших влияние спинного мозга на питание неожиданным до того времени образом и приведших к совершенно новым воззрениям на многие болезненные явления. В гистологии Б. открыл, между прочим, неизвестные до него начала протоков, несущих желчь из печени (желчные капилляры). Из его учебных трудов, кроме многочисленных статей в специальных журналах, особенно заслуживают упоминания: "Lehre vom Erbrechen" (Бонн, 1840); "Untersuchungen ü ber das Nervensystem" (2 тома, Франкфурт, 1841—42); "Allgemeine Pathologie" (Бонн, 1843); "Die Bewegung der Iris" (Брауншвейг, 1853); "Anleitung zu Pr äparirü bungen" (Бонн, 1866). За своим весьма распространенным "Handbuch der Physiologie" (8 изд., Лейпциг, 1862) он издал: "Compendium der Physiologie" (Лейпц., 1863; 3 изд., 1875). По-русски И. Т. Глебовым издана его "Карманная специальная физиология человека" (Москва, 1853).

Э. Б.

Будда

— см. Буддизм.

Будде, Герман

(Budde) — германский политический деятель, род. в 1851 г. Состоял начальником железнодорожного отд. военного ведомства. В 1899 г. защищал в прусской палате депутатов правительственный проект Среднегерманского канала со стратегической точки зрения. С 1902 г. — прусский министр публичных работ.

Будде, Евгений Федорович

— филолог. Род. в 1859 г. Окончил курс в Новорос. унив. Занимает в Казанск. универ. кафедру рус. языка и словесности. Более значительные труды его: "Мифический элемент в русской народной словесности" (выпуск I, Воронеж, 1885), "Из занятий по языку Лаврентьевской летописи" (Воронеж, 1891), "К диалектологии великорусских наречий" (Варшава, 1892), "К истории великорусских говоров" (Казань, 1896), "Учебник грамматики русск. яз. Ч. I. Этимология" (2 изд. Казань. 1902), "Опыт грамматики языка А. С. Пушкина" (ч. I, СПб., 1902).

Будде, Карл

(Budde) — протестантский богослов, родился в 1850 г.; профессор в Страсбурге, потом в Марбурге. Напечатал: "Beitr äge zur Kritik des Buches Hiob" (1876), "Die biblische Urgeschichte untersucht" (1883). "Die Bücher Richter und Samuel, ihre Quellen und ihr Aufbau" (1890), "Hohes Lied und Klagelieder erklärt" (1896), "Die sog. Ebed-Jahwe-Lieder und die Bedeutung des Knechtes Jahwes in Jes. 40—55" (1900), "Der Kanon des Alten Testaments" (1900), "Die Religion des Volkes Israel his zur Verbannung" (1900), "Das Alte Testament und die Ausgrabungen" (1903), "Die Schätzung des Königtums im Alten Testament" (1903).

Будденброк Дитрих

(Wilh. Dietrich von Buddenbrook) — прусский фельдмаршал, родился в 1672 году в прусской Литве; в 1690 году поступил в бранденбургскую кавалерию, откуда после Рисвикского мира был уволен. Принятый снова на службу в 1704 г., Б. сражался во время Испанской войны за наследство, а в 1715 г. в Польше. Он принадлежал к числу самых близких и доверенных людей короля Фридриха-Вильгельма I и имеет большие заслуги в деле образования прусских офицеров и кавалерии. При короле Фридрихе II Будденброк с отличием сражался во время Силезской войны, был сделан затем бреславским губернатором и умер в 1757 г.

Будденброк Иоганн (Johann-Jobst. Heinr.-Wilh. von Buddenbrook) — сын предыдущего, род. в 1707; воспитывался в качестве пажа при дворе короля Фридриха Вильгельма I, затем был адъютантом короля Фридриха Великого, а в 1759 г. был назначен начальником Кадетского корпуса, организации которого оказал большие услуги. Король передал ему в 1765 г. управление учрежденною в то время Военной академией (Acad é mie militaire), имевшей целью дать возможность способнейшим офицерам получить высшее военное образование. Б. умер генерал-лейтенантом 27 ноября 1781 в Берлине. Ср. Crousaz, "Geschichte der preuss. Kadettenkorps" (Берлин, 1857).

Будденброк Генрих Магнус (Heinr.-Magnus, von Buddenbrock) поступил в молодых годах в шведскую службу, в 1741 г. принимал участие в войне против России до победы русских при Вильманстранде (см.). Обвиненный в том, что поражение шведов произошло по его вине, он был обезглавлен в 1743 г. в Стокгольме.

Буддеус

Иоганн Франц (Joh.-Franz Buddeus) — родился в 1667 г. в Анкламе, был профессором философии в Галле и профессором богословия в Иене, умер в 1729 г. В числе его сочинений, занимающих промежуточное положение между церковным правоведением и пиетизмом и вызвавших оживленную полемику между ним и известным Вольфом, наиболее значительны следующие: "Histori a juris naturae et synopsis juris naturae et gentium" (Иена, 1695; Лейден, 1711; Галле, 1717); "De testamentis summorum imperantium" (Галле, 1701); "Introductio ad philosophiam Ebraeorum" (Гал., 1702 и 1720); "Elementa philosophiae instrumentalis" (Галле, 1 703 и посл. изд.); "Institutiones theologiae moralis" (Лейпциг, 1711); "Historia ecclesiastica veteris testamenti" (Галле, 1709 и 1720), "Institutiones theologiae dogmaticae" (Лейпциг, 1728 и сл. изд.); "Historia critica theologiae dogmaticae et moralis" (Франкфурт, 1725).

Иоганн Карл Эммануил Б., род. 17 сентября 1780 г. в Буффлебене, лишь поздно появился, в качестве политического писателя, на литературное поприще, после того как оставил государственную службу, начатую во владениях Готы и приведшую его, в силу приглашений, в Альтенбург и Геру. Кроме многих статей в разных сборниках, особенно в "Энциклопедии" Ерша и Грубера, он написал (анонимно): "Die Ministerverantwortlichkeit in Konstitutionellen Monarchien" (Лейпц., 1833) и "Repertorien zu der s ächs. Verfassungurkunde und der Stä dteordnung" (Лейпциг, 1834). В особенности же имя его сделалось известным по редакции "Deutsches Staatsarchiv" (5 т., Иена, 1840 и сл.). Он умер 28 февр. 1844 г. Обширное сочинение: "Deutsches Anwaltbuch" (Лейпциг, 1847; дополненное, 1848), подготовленное и отчасти разработанное им, докончил старший его сын Артур Б.

Аурелио Б. род. в Альтенбурге в 1819 г., изучал с 1836 г. в Лейпциге медицину, а затем в течение многих лет путешествовал по Европе и объехал значительную часть ее. Он написал: "St. Petersburg im Kranken Leben" (Штутгардт, 1846); "Halbrussisches" (Лейпц., 1847); "Russlands soziale Gegenwart und der Aufstand der Polen" (Лейпц., 1863), предшествовавшие "Russland und die Gegenwart" (2 тома, Лейпциг, 1851, анонимно) и "Russ l and unter Alexander II Nikolaevitsch" (Лейпциг, 1860). Кроме того, им напечатаны: "Schweizerland" (2 т., Лейпциг, 1853); "Europ. Chronik 1855" (4 т., Франкфурт-на-M., 1855—56); "Europ. Jahrbuch 1856" (Гота, 1857). Б. жил сначала во Франкуфурте-на-М., а с 1 871 г. в Мюнхене, где и умер 1 апр. 1880 года.

Буддизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Буддума

(Иедина) — негрское племя, населяющее острова озера Чад. По языку Б. отличаются сильно от канурис, жителей Борну, но близко подходят, по Нахтигалю, к жителям Логона.

Ср. Nachtigal, "Sah âra u. Sudân" (1881).

Буде Жан

(гр. Jean Boudet) — фр. генерал, род. в Бордо в 1769, † в Будвейсе в 1809 г. После осады Тулона был послан на Антильские острова, где отличился в нескольких битвах с англичанами и получил чин дивизионного генерала (1796). В 1800 он командовал авангардом корпуса Дезэ, прибытие которого в битве при Маренго решило участь сражения. Затем он принимал участие в экспедиции в Сан-Доминго (1802), овладел Порт-о-Пренсом во время похода 1805 г., предводительствуя правым флангом. В 1809, после первого перехода через Дунай, Буде занял со своею дивизией Эсслинг, где удержался, несмотря на все усилия неприятеля; в благодарность за это Наполеон пожаловал ему имение и графский титул.

Буден Жан

(Boudin) — французский военный врач (род. в 1803, † 1867); получил образование в Военной медицинской школе в Меце. Пребывание в качестве врача в Марселе, а затем в Алжире доставило ему возможность произвести ряд любопытных исследований о болотной лихорадке, об акклиматизации и др. По возвращении во Францию в 1840 г., Б. занимал должности начальника госпиталя в Версале и др. местах. В 1848 г. он был назначен главным врачом альпийской армии, а в 1859 г. — на тот же пост в итальянской армии. С 1840 г. Б. напечатал множество монографий и статей по вопросам патологии, общественной гигиены и демографии; особенно замечательны его статистические исследования о рекрутах, о распределении болезней по расам и местностям, об увеличении роста с 1831 г., о неблагоприятных последствиях браков между близкими родственниками. Труды эти были напечатаны в "Annales d'hygi ène publique", "Gazette médicale", "Gazette des hô pitaux" и др. В 1857 году Б. выпустил в свет первый в своем роде во французской медиц. литературе трактат: "Trait é de géographie et statistique médicales et des maladies endé miques etc." (2 тома, in 8°). Из других сочинений более известны: "Trait é des fièvres intermittentes, rémittentes et continues des pays chauds et des contrées marécageuses etc." (1842); "Essai de géographie mé dicale etc." (1843). Полный список сочинений Б. и подробную биографию см. "Rec. des m ém. de mé d. milit." (3-я серия, т. XIX, стр. 350). В русск. переводе имеются: "Опыт медиц. географии" (перевод Чистовича, СПб., 1862 г.) и "Руководство к изучению медиц. географии" (перев. Гейнаца, СПб., 1864 г.

Буденц

(Jos. Budenz) — выдающийся языковед, родился в 1836 г. близ Фульды; занимался в Марбурге и Геттингене классической филологией; но вскоре, благодаря Бенфею, посвятил себя преимущественно сравнительному изучению языков индусского и немецкого. В Геттингене Б. ознакомился сначала с мадьярским языком, а затем был введен работами Фоллера по вопросам о мадьярском и родственных с ним финно-угорском и алтайском языках в новую, еще малопочатую область сравнительного языкознания. В 1858 году Б. направился в Венгрию, чтобы прежде всего основательно вникнуть в индивидуальную физиономию языков алтайской группы, и при этом занялся изучением других языков ее, принявшись сперва именно за тюркские языки, а потом за самые ближайшие к мадьярскому — финно-угорские. В 1868 г. он начал чтения в Будапештском университете по сравнительному алтайскому и угро-мадьярскому языковедению, а в 1872 г. основал специальную кафедру этого предмета. Из работ его, кроме многочисленных мемуаров о мадьярском и родственных с ним языках в журнале Гунфальви: "Magyar Nyelv é szet", a с 1862 г. в "Nyelvtudom ányi Közlemé nyek" (Венгерской академии), — следует назвать: "Ueber die Verbalpr äfixe meg u. el im Magyarischen" (1863—64), "Zur magyar. Verbalbildung" (1865), "Tatarisch aus Chi wa" (1865), "Verba denominativa in den ugrischen Sprachen" (1872), "Finnische Grammatik" ("Finn nyelvtan", Пешт, 1873; 2 изд., 1880) и "Mordwinische Grammatik" ("Moksa é s-erza-mordvin-nyelvtan", 1876). Его "Magyar és finn-ugor Szóegyezé sck" (1867—68) содержат сравнительное сопоставление мадьярских и угорских слов, из которого вышел затем вполне обработанный и расширенный "Magyar.-ugrisches vergleichendes W örterbuch" (Magyar-ugor összes hasonlító szótá r", Пешт, 1873—81; с руководящим комментарием). На немецком языке появились еще: "Ugrische Sprachstudien" (2 тетр., Пешт, 1870) и "Ueber die Verzweigung der ugrischen Sprachen" (Геттинген, 1879).

Буденц (дополнение к статье)

(Jos. Budenz) — языковед; ум. в 1892 г.

Будеры

— название демонов в индийской мифологии.

Будешури

— сорт винограда в Кахетии. Куст сильный. Лист большой, снизу гладкий. Кисть средней величины; ягоды овальные, мелкие. Вино из одного будашури, или будешури, очень ароматное, сладковатое, весьма вкусное, но дурно сохраняется. На унавоженной и политой земле дает такие ягоды, которые не годятся ни для вина, ни для стола.

А. А—н.

Будж

(Bhuj) — стол. г. вассального государства Кач в президентстве Бомбей, в брит. Индии. Жит. 25000. Великолепная мечеть, дворец раджи в китайском стиле.

Буджак

(по-турецки угол) — название южной части Бессарабской губ., состоящей из низменной равнины, ограниченной с селом Трояновым валом и заключающей в себе уезд Аккерманский и большую часть Бендерского. С XVI века Б. был заселен ногайцами, разделявшимися на орды и прославившимися своими набегами на соседние страны. В Подолии и Украине они были известны под именем буджаков, или буджацких татар, а также называли их буджак-татар, т. е. угловыми татарами. В XVIII в. ногайская орда совершенно оставила Б., и место ее заняли колонисты.

Буджардини Джулио

(по отцу Джульяно ди-Пьетро) — художник флорентийской школы, род. во Флоренции в 1475 г., † там же в 1554 г., ученик Д. Гирландайо и некоторое время состоял помощником Микеланджело Буонаротти и Мариотто Альбертинелли. На картинах подписывался Julianus Florentinus. В СПб. Эрмитаже хранятся его две картины: "Св. Семейство", из которых на 1-й изображен Младенец Христос, лежащий на пелене с крестом в руках; позади него — поклоняющаяся ему Богоматерь и коленопреклоненный Иоанн Креститель. Картина приобретена Эрмитажем в 1829 г. из галереи графини Сен Ле (бывшей голландской королевы Гортензии). Прежде она приписывалась Р. Коррадо (Гирландайо). На 2-й картине Богородица, сидя на траве, держит на руках Младенца-Спасителя, который, держа в руке книгу, смотрит на Свою Мать. Влево (в тени) покоится сном св. Иоанн Предтеча, а вдали виднеется св. Иосиф. Картина поступила в Эрмитаж в 1845 г. из коллекции, завещанной русским посланником в Вене, Д. П. Татищевым. Прежде считалась работою Джироламо делль Паккии.

Ср. "Hist. of Peint, in Italy" (III, 383, 496, 524) Кроу и Кавальказелле.

Буджеро

— торговое судно на Малабарском берегу (в Ост-Индии), служащее также для переправы через Ганг.

Буджу

или Буджуреал — серебряная монета, бывшая монетной единицей в Алжире, стоимостью около 46½ коп. Монета чеканилась: в ⅛ Б., наз. темин буджу; ¼ Б. — ребиа буджу, или пифсетта, и в 2 Б., или зуди-буджу.

П. ф. В.

Будзанов

(Budzanow) — город в Восточной Галиции, к Ю от Тарнополя, при р. Серете, 6000 жителей, ⅓ русинов, ⅔ поляков. В окрестностях значительные каменноугольни.

Будзинский Станислав

— родился в Варшаве 1824 г., юрист, профессор университета Петербургского, потом Варшавского, автор сочинений: "Polska pana Krasinskiego" (Варшава, 1852); "Kilka uwag w poszukiwaniu stanu dziecka prawego и wypieranin się dzieci nieprawego" (1858); "Zarysy ekonomji politycznej Ellisa" (1859); "Wyk ł ad porównawczy prawa karnego" (1868); "O pojedynkach" (1866); "O powadze rzeczy os ądzonej w procesie cywilnym i kryminalnym" (СПб., 1861); "O zbiegu przestę pstw i prsest ę pstwach ci ą g łych" (Варш., 1864); "Myś li do u ł ozènia nowego prawa karne go" (Варш., 1865); "О силе судебных решений в гражданском и уголовном процессах" (СПб., 1861); "Закон 18 мая 1882 о краже" (Вар., 1886); "О преступлениях в особенности. Сравнительное исследование" (Вар., 1887). Б. перевел: "Roczniki pana Orzalskiego" ("Zb iór pami ętnikow" Плятера, 1859). Кроме того, под именем Болеслава Виктора он писал в журналах критические статьи, напр.: "О dramacie niemieckim i hiszpańskim" (Biblioteka Warszawska), а также переводил Лермонтова, Эленшлегера, Гальма и Кальдерона.

И. Л.

Будзиск

— деревня в Люблинской губ., близ р. Вепржа, на большой дороге от Коцка к Зелехову. Замечательна по делу, происходившему при ней 7/19 июля 1881 г., между русскими под начальством ген.-лейт. Ридигера и поляками, предводимыми Янковским. Дело кончилось для последних совершенно неудачно.

Будзынский Винкентий

— польский писатель, род. в 1816, † 1866 г.; автор исторических романов: "Jan Jakimowicz", "Partje", (1841); "Biała Kniehini" (1844); "Lechja w IX wieku", "Rewucha" и др.

Будилович Антон Семенович

— славист, уроженец Гродненской губернии, род. в 1846 г.; учился в Петербургском университете, по окончании курса в 1868 г. путешествовал по славянским землям Австрии; был профессором в Историко-филологическом институте кн. Безбородко (в Нежине), и, по получении степени доктора славянской филологии, назначен был в Варшавский университет ординарным профессором русского и церковно-славянского языка, в каковом звании состоит и поныне (1891), занимая еще должность декана историко-филологического факультета. Б. принадлежат следующие сочинения: "Об ученой деятельности Ломоносова по естествознанию и филологии" (СПб., 1869); "Ломоносов, как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности Ломоносова" (СПб., 1871); "Исследование языка древнеславянского перевода 13 слов Григория Богослова по рукописи Имп. Публичной Библиотеки XI века" (СПб., 1871); "XIII слов Григория Богослова в древнеславянском переводе по рукописи Имп. Публичной Библиотеки XI века" (СПб., 1875 — издание текста); "Анализ составных частей славянского слова с морфологической точки зрения" (Киев, 1877 — изложение основ славянской морфологии, главным образом по трудам Миклошича); "Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным. Исследования в области лингвистической палеонтологии славян" (ч. 1, Киев, 1878 — первый в славянской науке обширный опыт собрания данных, относящихся к внешней природе); "Начертание церковно-славянской грамматики применительно к общей теории русского и друг. родственных языков" (Варш., 1883; написан, впрочем, более с учебной, чем с ученой целью); "Учебник церковно-славянск. яз. для средних учебных заведений" (Варшава, 1883); "Обзор областей западного и южного славянства со включением червонно-русских в орографическом и гидрографическом отношениях" (СПб., 1886); "Об образовании общих языков древней в новой Европы" (Варшава, 1890) и др. Б. редактировал "Мефодиевский юбилейный сборник, изданный Имп. Варшавским университетом к 11-му мая 1885 года" (Варшава, 1885); самая обширная статья в этом сборнике: "Несколько мыслей о греко-славянском характере деятельности св. Кирилла и Мефодия" (издана и отдельно) принадлежит редактору. В речи, произнесенной в славянском благотворительном комитете: "О литературном единстве славян" (в "Славянском Сборнике", т. II; отдельно издан немецкий перевод: "Ueber die litterarische Einheit der Slaven", СПб., 1879), Будилович выступает горячим поборником славянского единства и как на будущий литературный язык всеславянский указывает на язык русский, на котором говорят ⅔ всего славянского мира, и который, по мнению Б., из всех славянских диалектов один только стоит в непосредственной преемственной связи с языком церковно-славянским, и потому как бы является преемником его прав и его призвания. Вообще Б. близко принимает к сердцу интересы славянской взаимности, что отразилось и в статьях его: "Несколько данных и замечаний из области общественной и экономической статистики Чехии, Моравии и Силезии в последние годы" ("Славянский Сборник", т. 1, СПб., 1875 — данные для этой статьи Б. собирал в 1873 г. в Праге) и "Очерки из сербской истории" (там же, т. II). В последней статье автор, главным образом, стремится проследить исторические связи русско-сербские.

Будильник (журнал)

— сатирический журнал с карикатурами; издавался еженедельно Н. А. Степановым в СПб. с 1865 г. под его же ред. В 1872 г. журнал был переведен в Москву, и соиздателями присоединились А. Сухов и В. Горчаков; в 1875 вместо последнего явилась Л. Н. Уткина, а в 1876 все издание перешло к ней и А. Сухову. Степанов оставался редактором до сентября 1877 г., когда его заместил Н. П. Кичеев; кроме того, с декабря 1876 г. до конца октября 1878 г. был редактором А. И. Уткин. Во все это время журнал пользовался успехом, особенно после прекращения "Искры". Сотрудниками были: М. Степановский, Г. И. Жулев, Д. Д. Минаев, А. И. Левитов, М. А. Воронов, К. И. Бабиков, Н. Златовратский и другие, писавшие под разными псевдонимами. С 1878 года Кичеева на некоторое время сменил Н. В. Неврев, а в 1881 году и редакторство и издательство перешло к А. Д. Курепину; в следующем году — к г-же Е. Ю. Арнольд. "Будильник" после "Искры" — лучший юмористический журнал, занимающийся, насколько возможно, серьезными вопросами, осмеянием наших неустройств, и отнюдь не потакающий грубым и сальным инстинктам толпы. В приложении к журналу появляются иллюстрированные произведения классических писателей, русских и европейских.

М. М.

Будильник (звонок)

— см. Электрические звонки.

Будин

(по-чешски Bydinк nad Ohri) — город в округе Раудниц в Богемии, на правом берегу Эгера, к СЗ от Праги, с 1565 жит. (1880). Б., как полагают, укреплен в 881 г. пражским герцогом Гостивитом стенами и рвами и получил свое имя от солдатских шалашей (по богем. Baudy). Здесь сохранились остатки развалин от времен тамплиеров, когда-то владевших городом.

Будинтоя

— литовская богиня бдения; эмблемой ее был гусь. В польской мифологии богиня эта называлась Budzisz.

Будины (жит. Офена)

— славянское название жителей венгерского города Офена, по-славянски Будина.

Будины (народ в Скифии)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Будиславское озеро

— в Слупцевском уезде Калишской губернии, недалеко от прусской границы, простирается по этой границе, занимая пространство в 2 кв. вер., длиною 4½ вер. и шириною в 308 саж., и изливает свои воды р. Мешной в Варту.

Будишин

— древнее славянское название города Бауцена, см. Бауцен.

Будища

(Лютенские) — село Полтавской губернии, Зеньковского уезда, в 10 верстах к ЮЗ от уездного города, при протоке Тарануньке. Число жит 3099 д. об. п., 601 двор, 2 православные церкви, школа, богадельня, питейный дом, 72 ветряных мельницы, еженедельный базар.

Будищев, Алексей Николаевич

— талантливый писатель. Род. в 1867 г. в дворянской семье Саратовской губ.; мать — полька. Учился на медицинском факультете Московского университета. С увлечением занимался зоологией, но почувствовал себя совершенно не способным заниматься науками терапевтическими и с 4-го курса ушел. Писать начал еще студентом и с 1886 г. стал деятельным сотрудником "Будильника", "Рус. Сатирич. Листка", "Осколков", позднее "Рус. Жизни", "Петерб. Газеты", "Нового Времени", "России", "Руси". Помещал также свои произведения в "Ниве", "Живоп. Обозр.", "Север. Вестнике", "Вестнике Европы". Часть многочисленных рассказов, очерков, небольших романов и стихотворений собрана им в книжках: "Степные волки" (СПб., 1897), "Разные понятия" (СПб., 1901), "Распря" (СПб., 1901), "Пробужденная Совесть" (СПб., 1900), "Лучший друг" (СПб., 1901), "Я и он" (СПб., 1903), "Солнечные дни" (СПб.), "Стихотворения" (СПб., 1901). Всего слабее большие повести и романы Б.: неудачное подражание Достоевскому в "Я и он", обличение доморощенного ницшеанства в "Лучшем друге", бульварная уголовщина в "Степных волках". Настоящее его призвание — литературная миниатюра. Небольшие рассказы его и в частности те, которые вошли в лучший его сборник — "Разные понятия", — написаны очень колоритно, с блестками настоящего юмора, с уменьем на небольшом пространстве газетного фельетона ярко обрисовать положение и целый тип. Он очень тонко чувствует природу, любит лес, степь и умеет передать свои настроения читателю. Вообще в ряду представителей созданного у нас Чеховым небольшого рассказа Б. по художественным ресурсам должен был занять одно из первых мест. Он не занял, однако, такого соответствующего его природным дарованиям положения в литературе, потому что лишен того, что можно назвать художественным миросозерцанием; у него нет определенного взгляда на жизнь. С талантом подмечая и воспроизводя отдельные черточки действительности, Б. не только не дает совокупностью своих произведений общего освоения русской жизни, но даже в каждом отдельном рассказе не выдерживает типичности и быстро сбивается на анекдот. Фатальное влияние на художественную ценность рассказов Б. оказало тяготение к уголовщине, без которой не обходится почти ни одно из его произведений. Чрезмерное для правдивой картины русской жизни место занимают также в его рассказах адюльтер и ревность. Столь характерное для русской общественности "пробуждение совести" более чуткого свойства совершенно ускользнуло от внимания Б. Тот, кто хотел бы познакомиться с русскою жизнью конца XIX века по его произведениям, пришел бы к странному заключению, что кроме всякого рода хищников в прямом смысле этого слова ничего у нас не было тогда. Народная жизнь тоже очень односторонне взята у Б. — большею частью со стороны дикой тьмы невежества, в ней царящей. В общем, погоня за эффектом внешним ослабила у Б. разработку эффектов более тонких. — Б., особенно в начале своей деятельности, писал очень много стихов, только меньшая часть которых вошла в сборник его стихотворений. Он обладает хорошим стихом, в юмористических пьесах бойким, в других — легким, мелодичным, порою даже живописным. В ряду стихотворений последнего рода пользуется известностью небольшая картинка древнеримской жизни — "Триумфатор". В общем, однако, он лишен определенной поэтической индивидуальности. У него нет своей излюбленной области воспроизведения, нет своих собственных настроений. Он пишет на самые разнообразные темы — чаще всего, впрочем, в стиле нарядных песен Фофанова о весне и любви, — но это не захватывает ни его самого, ни читателя. В сотрудничестве с А. М. Федоровым Б. переделал в драму свой рассказ "Катастрофа".

С. Венгеров.

Будищев, Иван Матвеевич

— гидрограф начала XIX ст.; служил во флоте. Издал: "Атлас Черного моря" (СПб., 1807) и "Лоция, или морской путеводитель".

Будка

— вообще маленький домик жилой или представляющей убежище сторожу от непогоды.

Будка путевая — так называются домики жилые на железных дорогах, служащие для помещения рабочих и сторожей между станциями. Б. бывают одиночные и двойные, т. е. для помещения одного семейства и двух семейств. Размеры одиночных Б. бывают почти везде одинаковы: 2 сажени в ширину и 3 — в длину, а двойных — вдвое более, т. е. при 3-саженной ширине, имеют 4 саж. в длину. Б. стараются строить в местах пересечения дорог, дабы живущие в них могли наблюдать и за переездом поперек железной дороги. Б. не следует ставить ближе двух сажень от ближайшего рельса; лучше однако в расстоянии 4 сажень, дабы печи и трубы не испытывали вредных для них сотрясений. При каждой Б. вырывается колодезь, если нет вблизи ручья или ключа.

Будка машиниста на паровозе делается из котельного железа, над задней частью паровозного котла для помещения в ней машиниста и его помощника. Она обыкновенно состоит из передней и боковых стенок, и должна быть снабжена спереди двумя большими окнами, а с боков по одному. Б. эти делаются с целью защитить машиниста, во время движения паровоза, от непогоды и мороза, а потому они и устраиваются преимущественно в северных странах России и Америки. У нас до 1880 года устройство Б. не было обязательным.

Будка стрелочника, как показывает само название, предназначена для стрелочника на железнодорожной станции. Б. эти помещаются вблизи группы стрелок, между путями, если расстояние между ними это позволяет, или за планировкою путей. В северных странах они строятся теплыми, из бревен и обогревается чугунными печами; в южных — из досок. Размеры будок бывают от 1 до 1,25 саж. в сторону, высотой 1½ саж.

Будковский Густав Яковлевич

— живописец, род. в Риге; учился в Имп. СПб. Академии художеств, а потом в Париже. В 1855 году получил звание академика в Петербург за картину, изображающую молодую вдову с ребенком. С тех пор он посвятил себя жанру; несколько его картин находится в Варшаве.

Будлея

(Buddleia L.) — род тропических и субтропических деревьев и кустарников из семейства Scrophularineae; назван так Линнеем в честь английского ботаника Будлея. Отличается красивыми верхушечными кистями цветков с четырехраздельной чашечкой и колокольчатым или колесовидным венчиком. Виды Б. обыкновенно одеты белым, реже ржаво-красным пушком. Чилийский вид В. globosa Lamk., с душистыми оранжевыми и китайский В. Lindleyana Fort., с фиолетовыми цветками, выносят климат Средней Европы. Требуют почвы, состоящей на ¾ из боровой и на ¼ из садовой земли; легко размножаются отводками.

Г. Т.

Будмани Петр

— хорватский филолог, род. в 1835 году в Дубровнике. Учился на юридическом факультете Венского университета и вместе с тем занялся изучением индоевропейских языков; познакомившись в 1860 году с Вуком Караджичем, он предался исключительно изучению славянских языков и в особенности сербохорватского. На первых порах своей ученой деятельности он переводил на сербохорватский язык с санскритского (Паньчатантру и Сакунталу), русского и польского языков; потом издал сочинения: "Grammatica della lingua Serbocroata" (Вена, 1866—67) "Dubrovač ki dialekat" (Rad. akad. jugoslav., 1882), "Pogled naistoriju naše grammatikei leksikografije" ("Rad.", LXXX), "Prakti čna grammatika ruskoga jezika" (Загреб, 1888) и др. Кроме того, начиная с 5 тома, он продолжал начатое Даничичем издание словаря "Rječnik hrvatskoga ili srpskoga jezika" и принимал участие в издании "Stari pisci hrvatski".

Будники

или Будаки — бывшие будные майданные крестьяне, некогда приписанные к казенным будным майданам, т. е. к поташным или смолочужным заводам, а в Малороссии — к селитряным; в некоторых местностях России, напр. в Пензенской, Нижегородской губ., до сих пор сохранили это название.

Будный Симон

— известный социнианский проповедник XVI в., по происхождению мазур или литвин. Когда Б. родился — неизвестно; известно только, что он обучался в Краковской академии. Будный глубоко проникся реформационными идеями, и вскоре между тогдашними новаторами прослыл человеком высокого образования и неутомимой деятельности. Поэтому виленский воевода кн. Николай Радзивилл, по прозванию Черный, заложивший около 1552 г. соборную церковь кальвинского, или, как тогда называли еще, гельвецкого вероисповедания в Клецке, вызвал из Польши на место пастора Б., который, вместе с Матвеем Кавечинским, наместником несвижским, и тамошним пастором Вавржинцем Кржижковским, с 1562 г. начал издавать сочинении на польском, латинском и белорусском языках с целью, главным образом, распространения своего учения. Затем, побуждаемый Кавечинским и Кржижковским, Б. деятельно занялся переводом всей Библии на польский язык, которую и напечатал в Несвиже в 1570 г. и во второй раз — в 1572 г. Но Б. недолго оставался усердным кальвинистом: не нашедши в учении Кальвина того, чего искал, он перешел в лагерь социниан и усердно начал распространять социнианское учение по Литве. Когда Радзивилл начал убеждать его бросить новое учение, Б. окончательно порвал всякую связь с кальвинизмом и перешел в Лоск, имение Яна Кишки, старосты жмудского и литовского кравчего, владельца 70 городов и 400 селений. Здесь он опять начал издавать сочинения на польском и латинском языках; в этих сочинениях рассеяно было множество до того новых и смелых мнений, что они произвели сильный переполох в обществе, и с этого времени Б. стали считать основателем новой секты, которую называли полужидовской, или эбионитско-литовской. Б. вообще обличали в том, что при переводе он по своему усмотрению расширял или сокращал текст евангелистов, вообще очень ловко изменял текст с целью оправдания своего учения, — так, напр., набрал 26 цитат из Священного Писания, изменив их по своему усмотрению с целью доказать, что Иисус Христос не только не был Богом, но что и рождение Его не имело характера таинства, так что Ему не следует воздавать божеских почестей и т. д. Одаренный от природы быстротой и силой мысли, хорошо образованный, зная много древних и новых языков, отличаясь необыкновенным писательским талантом, Б. стал приобретать в тогдашней Польше множество сторонников своего учения. В 1582 г. в Луславицах состоялся собор, на котором постановлено устранить Б. от исправления духовных обязанностей, под страхом сурового наказания. Это заставило Б., искренне или нет, отказаться от его взглядов. Что было потом с Б., когда и где он умер — неизвестно; известно только, что он умер раньше Социна. Сочинения Будного весьма редки, так как католики собирали и сожигали их. Отметим некоторые из них: 1) "Об оправдании грешного человека пред Богом" (Несвиж, 1562). Это — первая книга, вышедшая из несвижской типографии, как видно из предисловия к ней. 2) "Катехизис, т. е. наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана" (Несвиж, 1562 г.). Это — протестантский катехизис. В конце сказано, что "Доконана есть сиа кныга, зовемая греческим языком Катыхизис, а по-словенски Оглашение Богу... накладом боголюбивых мужей, пана Матиа Кавечинского, наместника несвизского, Симона Будного, Лаврентиа Крышковского" и пр. 3) "О przednieyszych wiary chrześ cia ń skiey artyku ł ach; t. j. o Bogu jedynem, o Synu Jego i о Duchu Swię tym. Wyznanie proste z Pisma Ś wi ę tego przez Simona Budnego krótko spisane, a za zezwoleniem Bracie niektórey w Litwie i na Rusi wydane Ktemu obrona tego ž wyznania broni ą ca, przez tego ž napisana" (Drukowano w Ł osku przez Jana Karcan a z Wieliczki, 1576). Против этой книжки писали многие, например Мартин Бялобржеский, польский богослов и проповедник XVI в.

А. Э.

Будовец Вацлав

(барон) — чех, неправильно называемый в русских энциклопедиях Будовичем, родился в Праге в 1547 г. Восемнадцатилетним юношей, Б. пустился в путешествие по Европе, и в продолжение 7 лет объехал Германию, Данию Италию, Францию, Англию и даже Турцию, причем хорошо усвоил языки этих государств. Возвратившись на родину, он поступил на коронную службу при германском посольстве в Константинополе, где коротко познакомился с магометанским вероучением, которое возненавидел всеми силами души. Эта ненависть выразилась в его трактате "Antialkoran", в котором он изложил свои взгляды на магометанство. По возвращении из Константинополя, Б. занимал значительные должности и наконец был председателем апелляционного суда в Праге и главным казначеем королевства. Он считался опытным юристом и красноречивым политическим оратором. Как кальвинист, в своих сочинениях нередко он дурно отзывался о папстве, и тем нажил себе врагов между католиками, а особенно среди иезуитов, которые выжидали только благоприятного случая, чтобы погубить его. В 1608 г. Б. особенно энергично действовал в среде чехов для привлечения последних на сторону Матфия, брата императора Рудольфа II, и был одним из самых главных деятелей в борьбе с католическим правительством за свободу вероисповедания и богослужения, которой добивались "чешские братья", и одним из главных виновников выдачи чехам так называемой "Граматы величества", в силу которой протестантам предоставлена была свобода вероисповедания. В 1620 г., когда императорская корона была уже на голове Фердинанда II, ярого католика, после Пражского сражения (начало Тридцатилетней войны), Б., бывший тогда одним из правителей королевства, стал в открытую оппозицию к императору, почему, обвиненный в измене, отдан был под суд. В следующем 1621 г. он был обезглавлен в Праге. После него осталось несколько сочинений на латинском и чешском языках, и между прочим: 1) "His tona rerum a Poloniae rege in Moscovia superiori anno fortiter et feliciter gestarum. Item ex literis Constantinopoli h. a. 1581 datis, descriptae narrationes de bello persico, quod a Turcis in Media geritur, et de Armeniis et aliis rebus"; 2) "Historica na rratio de rebus in Bohemia inter proxima regni comitia in negotio religionis gestis" (1609); 3) "Circulus horologii lunaris et solaris" etc. и пр.; есть много его апологий, исторических, религиозных, научных исследований и пр.

А. Э.

Будочник

— Этим именем прежде назывались у нас низшие служители городской полиции, полицейские часовые, стоявшие у своих будок и отсюда наблюдавшие за благочинием и чистотой на улицах — в пределах, порученных их ведению. Само название происходит от слова будка — небольшого помещения, обыкновенно строившегося на перекрестке двух улиц, в котором помещались два Б., сменявшие друг друга. Ныне Б., в большинстве городов, называется городовым, хотя во многих провинциальных городах и теперь сохранились как полицейские будки, так и название Б., заменяемого во многих южных городах иногда названием — десятник.

Будра

— название растения Glechoma hederacea L., из сем. губоцветных. Ползучая многолетняя трава с яйцевидно-округлыми, черешковыми листьями и синими цветами, произрастающая во всей Европе и северной Азии. Другие названия: кошачья мята, кошечник, расходник.

Будри

(Boudry) — гл. г. одноименного окр. в швейцарском кантоне Нейенбург (Невшатель), расположенный на высоте 474 м над ур. м. в 9 км к ЮЗ от Невшателя и 1½ км к Ю от железнодорожной станции Б. линии Невшатель — Иверден, на р. Арезе, имеет старый замок, церковь и ратушу, и считает около 2000 жит. реформатского исповедования, занимающихся виноделием. В Б. родился Марат.

Будрин Евлампий Андреевич

(род. в 1842 г.) — духовный писатель, воспитанник Казанской дух. академии, в которой преподавал догматическое богословие. Главные труды В.: "Антитринитарии XVI века. Вып. I. Михаил Сервет и его время. Вып. II. Фауст Социн" (Казань, 1878 и 1886, докторская диссертация); "Религиозное состояние Италии в эпоху Возрождения" (Казань, 1885); "Разбор вероучения социнианской секты" (Казань, 1889).

Будрин Петр Васильевич

— профессор Ново-Александрийского института сельского хозяйства (с 1888), по кафедре земледелия, и заведующий (с 1883) Опытной фермой Института; сын священника, род. в 1867 г., воспитывался в Соликамском духовном училище и Петербургском университете, который окончил в 1879 г, по отделу естественных наук. Будучи оставлен при Университете, Б. в течение 3-х последних лет с научными целями был командирован: в имения Воронежской и Лифляндской губ., на Московскую промышленную выставку 1882 г. и в Петровско-Разумовскую академию в Москве. Осенью 1882 г. назначен доцентом в Ново-Александрийский институт. В 1886 г. Б. Институтом командирован в Германию, Швейцарию, Австрию и Францию для ознакомления с тамошними хозяйствами, организацией опытных полей и постановкой высшего сельскохозяйственного образования. В 1888 году защитил магистерскую диссертацию: "Искусственные, преимущественно азотистые удобрения". Из его трудов упомянем: "Новые враги наших хлебных растений" ("Труды Имп. Вольн. Экон. Общ.", 1881, II); "Выжимки из семян, получаемых при маслобойном производстве" (id., т. II и III); "Отчет по опытной ферме Института в Новой Александрии" ("Записки Института", т. VII и VIII и т. д.); "Об опытной ферме Ново-Александрийского Инст." ("Труды И. В. Э. О.", 1884, III и 1885, I); "Die Wirkung k ünstlicher Düngemittel auf weissen Senf" ("Journal fü r Landwirtschaft", 1887, XXXV); "Опыты с рициновыми (клещевинными) жмыхами" ("Сельское Хозяйство и Лесоводство", 1890, сентябрь) и др.

Будрун

— местечко в Малой Азии, на юго-западной ее оконечности, в древней Карии, а ныне в вилайете Аидин, санджака Ментеше; красиво расположено на южной стороне гористого полуострова, который выдвигается между заливами Менделия и Ко; резиденция мудира и имеет население в 5—6000 жителей. Гавань Б. невелика, но глубока и хорошо защищена. На восточной стороне ее стоит замок, выстроенный еще в 1402 г. родосскими рыцарями Иоаннитского ордена из античных обломков. Могучие развалины в окрестности — это развалины Галикарнаса (см.), остатки амфитеатра и мавзолея царя Мавзола и др.

Будте

(у языческой Литвы) — богиня мудрости. Нарбутт, в своей истории Литвы, говорит, что это название он заимствовал из одного простонародного сказания, ходившего в окрестностях Мемеля, о приключениях одного мореплавателя; из этого сказания оказывается, что под именем Будте обоготворяли мудрость. В нем именно и говорится: "Мудрость, или разум, который бодрствует над всякими делами доброго человека, находится в руках божественной личности, называющейся Будте, которая наделяет этим даром людей, и они становятся славными". "Очевидно, — продолжает историк Литвы, — здесь речь идет о литовской Минерве, но ее происхождение имело другое начало, чем Минервы греческой. Геродот ясно говорит, что египтяне поклонялись богине Буте, которой воздавали честь и древние греки. Фр. Ноэль под статьей Bute замечает, что эта богиня перешла от индийцев к египтянам, японцам (Буто) и другим народам. Историк Литвы полагает, что и литовская Б. относится к тому же разряду божеств. Наконец, он указывает на существующее в литовском языке слово Budas, значение которого обширно: обычай, мнение, рассудок, мудрость, — так что миф о богине мудрости не есть миф чужой для литовской мифологии.

А. Э.

Будуа

(Budua) — город в Далмации, в округе Каттаро, при море, 2527 жит., занимающихся преимущественно торговлей с Черногорией. В Б. на крутой, выдающейся в море скале возвышается замок. Древний Б. (у Плиния Бутуа) был римской колонией и торговым городом, который после Константина VII Багрянородного был разрушен африканскими маврами.

Будуар

— Слово это перешло к нам от фр. boudoir, французы же производят его от глагола bou d er — сердиться, хмуриться, дуться, и этим глаголом принято обозначать капризы и причуды молодой светской женщины. Будуаром называется изящно убранная дамская комната. Впервые будуары появились во Франции во времена Регентства и введены во всеобщее употребление госпожами Помпадур и Дюбарри, которые в этих уединенных и с изумительною роскошью украшенных кабинетах принимали своих поклонников.

Будуг

или Чадыр-Бель, гора в главном Кавказском хребте, Бакинской губ., Кубинского уезда, имеет абсолютную высоту 6700 футов.

Будугские воды

минеральные горячие воды — близ селения Будуг, Бакинской губернии, Кубинского уезда, в 83 верстах к СЗ от Кубы, по обоим берегам реки Чарахчичай. Они не исследованы, хотя употребляются и туземцами, и русскими. На одном из источников построено древнее здание тесаного камня с куполом; в 1844 г. около источников выстроен еще каменный дом для посетителей.

Будугцы

— особое племя, входящее в состав восточно-горских народов Закавказья. Б. вместе с джекцами, гапутлинцами и др. известны под общим именем лезгин; язык их похож на чеченский. Населяют они преимущественно Дагестанскую область и Бакинскую губернию.

Будутино

или Будятино, иначе Будутина весь. — В Никоновской летописи под 975 г., где говорится о назначении Владимира Святославича в Новгород на княжение, сказано: "Володимир бо б от Малки, ключницы Олжины; Малка же б сестра Добрыне, и б Добрыня дядя Володимеру; и б рожение Володимиру в Будутине веси; тамо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо и умираючи даде его святей Богородици". В других, древних списках летописи, где трактуется о том же, ничего не говорится о Будутине и вообще о месте рождения Владимира Святого. В житии Ольги говорится, что она родилась в "веси нарицаемой Выбутской", а Степенная книга подробно рассказывает о том, как Игорь, во время переправы через р. Великую под селом Выбутским, познакомился с Ольгой, своей будущей супругой. Выбут часто упоминается в летописях: так, в 1394 г. новгородцы ходили ратью на псковичей, и в этом походе "убиша Копорского (князя) Иоана под Олгиною горою, а иных многих избиша на Выбуте"; в 1407 году на Псков шли ливонские рыцари под предводительством магистра Конрада фон Фитингофа, и псковичи встретили их "на броду у Выбути" и т. д. Выбутино, или Выбутский погост, у народа — Либуть, Либутино, или Либутское село, есть и теперь, в 12 верстах от Пскова, при последних, самых опасных порогах р. Великой. Версты на полторы от этого села по реке и теперь известны Ольгины слуды (подводные камни) и Ольгины ворота; а ниже этого последнего урочища, на правом берегу устья р. Кеби, впадающей в Череху (а эта река впадает в Великую) есть урочище Буденик, или Будник. Преосв. Евгений в своей истории Псковского княжества (см.) говорит, что, по древнему преданию, здесь была отчизна Ольги и родина Владимира Святого, что в летописях последняя называется Будутино село и что до недавнего времени тут была деревня. Между тем, по смыслу известия Никон. летописи, а за ней и Архангелогородской, Будутина весь, родина св. Владимира, находилась в Киевской области и эту весь Ольга перед смертью завещала "Святей Богородице" — церкви, очевидно, киевской. Теперь есть село Будище в Полтавской губ., Будыщи Лисяньи и Бужанка — в Звенигородском уезде, Бужин — в Чигиринском, Киевской губернии; но позволительно ли видеть в котором-нибудь из этих селений Будутино позднейших летописных сводов? Надо заметить при этом, что киевская церковь св. Богородицы основана св. Владимиром, и Ольга, следовательно, не могла завещать ей Будутину весь. Уже Карамзин заподозрил известия выше помянутых летописцев о ссылке Малуши в Будутино и завещании этого села церкви св. Богородицы. Кажется, можно положительно утверждать, что названные позднейшие летописцы неумело воспользовались преданием и из Буденика или Будника по образцу Выбутина составили Будутино, а, рассуждая совершенно верно, что Владимир родился в Киевской области, если не в самом Киеве, перенесли туда и Будутино. Что касается самого предания о Будутине, или Выбутине, как родине св. Владимира, то оно, естественно, могло составиться в народе, среди которого родилась и жила Ольга (хотя и это теперь подвергают сомнению) и который из религиозного, так сказать, честолюбия желал видеть в своей области родину и св. Владимира, внука святой же Ольги.

А. Э.

Будухские минеральные воды

— см. Халтонские минеральные воды.

Предыдущая страница Следующая страница