Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Б" (часть 62, Бог)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Б" (часть 62, Бог)

Предыдущая страница Следующая страница

Богдо-оола

— часть громадной Тянь-Шаньской горной системы в Центральной Азии, одна из самых высоких горных групп ее и самая восточная из покрытых вечным снегом. Богдо-оола виден уже из Манаса; еще лучше из Читея, Гучена и Гашуна. Отовсюду он представляется громадной трапецией, посаженной с края на длинный хребет, блещущий своими вечными снегами и льдами. Как ни высок сам по себе последний хребет, но он кажется ничтожной грядой по сравнению с гигантским Богдо-оола (Топатар-Адлиэ), который отовсюду представляет величественное и в высшей степени оригинальное зрелище. Это громадное вздутие, необыкновенно круто падающее в сторону Урумчинской долины и только на восток вытягивающееся в мощный, вечно-снежный хребет без названия. Без перерыва этот безымянный хребет тянется до 60° 30' от Пулкова. Здесь он круто падает и переходит в плоскогорье, усыпанное как бы отдельными сопками, разбросанными в полном беспорядке; плоскогорье вытянуто по направлению к востоку, имеет крутое падение на север и юг, где и переходит в ряд диких и бесплодных ущелий. К западу отсюда ряд величественных пиков, высочайшие стены, заканчивающиеся исполинской щеткой, а по другую сторону площадь с кое-где одиноко торчащими сопками. Богдо-оола считается престолом Божиим; с него, по преданиям монголов, Бог изредка сходит для того, чтобы покататься на озере, омывающем одно из подножий его. Вся местность считается священной, почему она и усеяна старыми и новыми кумирнями. Объявление, прибитое у озера, гласит: "нарушать спокойствие этой божьей земли — под страхом немедленной смерти воспрещается. Нельзя не только стрелять, рубить лес, но и пасти скот, который может вытоптать пастбища, принадлежащие божьим животным". Однако священнослужители, не стесняясь, рубят лес, фан-тэй (губернатор) пасет здесь своих мулов числом до 50, а киргизы-киреи втихомолку истребляют священных маралов (оленей).

Богдо-оола сверху донизу одет еловым лесом и покрыт кислыми лугами. Альпийские луга тянутся только узкой лентой вдоль снеговых полей; степная флора и флора каменных осыпей почти вовсе отсутствуют; кустарники не образуют зарослей, но разбросаны там и сям среди лесных лужаек, по опушкам елового леса; по берегам озер и речек растет можжевельник и жимолость, а ниже — боярышник. С Богдо-оола текут речки: Шим-гу, Хайдаджан, Духунджан, Ирдо-хоза, Лотай, Соца-хо, Далан-гу, Морохо и Баян-хо, не считая нескольких ручейков: впрочем, и эти речки несут даже летом самое ничтожное количество воды. Принимая в соображение, что и на юг течет только 5—6 речонок, трудно сообразить, куда девается вся эта масса воды, которая должна образоваться при таянии снегов громадного Богдо-оола и безымянного хребта до меридиана (60° 3') перевала Улан-усу.

Богдыхан

— титул китайского императора (см. Китай).

Богема

(франц. Boh ê me, т. е. цыганщина) — так французский писатель Мюрже (Henri Murger, см. это сл.) назвал студентов Латинского квартала, и с тех пор богемой называют всякую интеллигентную бедноту, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к благам земным.

Богемия

— см. Чехия.

Богемская война женщин

— восстание, возбужденное, по древнему чешскому сказанию, по смерти королевы Любуши подругой ее Властой (около 740) с целью основать в Богемии царство женщин. Она завладела крепостью Девином (против Вышграда) и несколько лет господствовала со своими амазонками над окрестной страной, пока мужчинам не удалось хитростью и силой взять крепость и положить конец царствованию Власты.

Богемская земля

— натуральная зеленая краска, употребляемая в живописи: она сходна с веронской землей, известной в минералогии под названием зографического талька. Составные ее части — кремнезем, закись железа, глинозем, магнезия, натр, вода и следы закиси марганца; зеленый цвет этой земли зависит от присутствия в ней закиси железа. Зеленую землю находят во многих странах: Германии, Франции, Италии и на острове Кипре. Цвет краски довольно тусклый; веронская зем. имеет более зеленый цвет, богемская — желтоватее. Эта краска была известна в глубокой древности римлянам и грекам: она была найдена в кувшинах при раскопках Помпеи. Б. з. не изменяется от действия света и воздуха, но довольно худо кроет, как масляная, и имеет очень мало силы (цвета), как акварельная. От накаливания зеленой земли ее цвет переходит в красновато-коричневый; в таком виде она также употребляется в масляной живописи. На 100 весовых частей сухой зеленой земли надо около 65 весов. частей масла: для жженой зеленой земли надо брать почти столько же масла или немного менее. Удельный вес зеленой земли составляет около 2,7, жженой зеленой земли — около 2,9, т. е. во сколько раз она тяжелее воды.

Ф. П.

Богемская Золотая Булла

— см. Золотые Буллы.

Богемская литература и язык

— см. Чешская литература.

Богемские братья

(со времени Цинцендорфа наз. также моравские братья) — религиозная секта, возникшая в Богемии в XV ст., основанная знаменитым Петром Хельчицким, помещиком и мирянином, кот., разочаровавшись в учении католической церкви, стал проповедовать свое собственное учение ("учение о справедливости"), требуя возвращения к первым векам христианства. Своими сочинениями ("Сеть веры") он приобрел себе многих приверженцев, называвшихся братьями Хельчицкими, которые под руководством бывшего францисканского монаха Грегора, племянника утраквистского епископа Рокичаны, образовали вместе с остатками таборитов и более строгими каликстинцами (чашниками) самостоятельную религиозную общину. В 1457 г. ими была основана в отведенной им королем Георгом Подибрадом деревне Кунвальде колония, где они нашли в священнике Михаиле Брадаче энергического борца за свое дело. Новая община получила название Unitas fratrum, братское единение, а члены ее именовались fratres legis Christi, братья Христова закона или просто — Братья. Преследуемые правительством, они в 1467 в деревне Хотке (близ Рейхенау) совершенно отреклись от католической церкви и избрали по жребию трех старшин, рукоположенных в епископы жившим в Австрии епископом вальденцев — Стефаном. С тех пор они жили в пустынях и пещерах (отсюда данное им в насмешку прозвище "пещерники"), но строгостью нравов и братским единением в духе учения Христа все более и более приобретали последователей, так что ко времени Реформации у них было около сотни своих молелен. Представленное ими в 1532 г. маркграфу Георгу Бранденбургскому и в 1535 г. королю Фердинанду Исповедание веры расположило в их пользу даже Лютера. За отказ сражаться против протестантов в Шмалькальденской войне они были изгнаны Фердинандом из Австрии. Около 1000 человек выселилось 1548 в Польшу, где герцог Альбрехт отвел им для местожительства Мариенвердер. В 1570 они заключили с польскими лютеранами и реформатами Сандомирское соглашение, в силу которого на них были потом распространены льготы Диссидентского мира 1572 г. В Богемии они добились терпимости в силу так назыв. Confessio Bohemica (1575), т. е. Исповедания веры, выработанного ими сообща с другими евангелическими церквами страны. Несчастный для протестантов исход богемской войны имел своим последствием почти окончательное уничтожение братьев в Богемии. Только граф Цинцендорф (см. это сл.), давший в 1772 многим из них убежище в своем саксонском поместье Герренгуте, до некоторой степени снова восстановил братскую общину. В России богемские братья живут в Сарепте (Саратовской губ.). Особенности их учения, кроме требования чистоты апостольской жизни, заключались в сохранении безбрачия и семи таинств, в признании только духовного причастия и в отвержении спасения одной верой. Присяга, военная и государственная служба отвергалась ими как несогласные с Горней проповедью. Церковное устройство их тоже основано на Священном Писании: проповедью и причастием заведовали пресвитеры (ministri), тогда как надзор за церковным благочинием находился в руках епископов (episcopi или semores). Внутренними делами общины заведовали cиноды. Ср. Lochner, "Entstehung der Br üdergemeinde in Böhmen u. Mäh ren" (Нюрнб., 1832); Gindely, "Geschichte der B-en В." (Прага, 1857, 2 т.); Palacky, "Ueber das Verh ältnis u. die Beziehungen der Waldenser zu den ehemaligen Sekten in Bö hmen" (там же, 1869); Goll, "Quellen und Untersuchungen zur Geschichte der B-en В." (там же, 1878); Zezschwitz, "Die Katechismen der Waldenser u. B-en. В." (Эрланген, 1863).

Богемские вина

— В Богемии вино выделывается с древнейших времен. Имп. Карл IV насадил в ней в XIV столетии бургундскую лозу и покровительствовал виноделию разными льготами. В настоящее время главная область распространения виноградников есть долина Эльбы, откуда получаются лучшие богемские вина: мельник (красное бургундское) и черносек, а также берковиц, красный и белый. Самый лучший сорт красного вина продается под названием либин. Хорошие пенящиеся вина получаются из Лобозицкого винограда. Все богемские вина очень крепки, а некоторые тяжелы. Потребление преимущественно внутреннее, потому что спрос превышает предложение. Возделываемое пространство в 1880 г. равнялось 840 ha. Сбор 1886 составлял 9238 гектол.

Богемские деисты

— см. Абрамиты.

Богемские камни

— так называются разного рода драгоценные камни, находимые в Богемских горах, как напр. топазы, рубины, сапфиры, в особенности прекрасные гранаты. Под Б. камнями известны также выделываемые в Чехии искусственные цветные камни и шлифованный наподобие алмазов чистый горный хрусталь.

Богемские минеральные воды

К главнейшим из них, пользующимся всемирной известностью, принадлежат: 1) Карлсбад, горячие щелочные воды, содержащие глауберову соль; 2) Мариенбад, холодные воды, содержащие глауберову и горькую соли; 3) Франценсбад, холодные и щелочные воды, содержащие железо; 4) Теплиц, теплые и прохладные щелочные (натровые) воды; 5) Вартенберг, холодный источник; 6) Иоаннисбад, у южного подножия Шнеекоппе. Далее, железные источники: Штекниц, Штернберг, Тешен, Maриашейн и т. д., а также принадлежащие к Судетским горам щелочно-железные воды Либверда. В бутылках рассылаются: щелочные воды Гиссгюбель, близ Карлсбада, похожие на сельтерскую; богатые поваренной солью воды Билин, близ Теплица, а также горькие воды Зейдшюц, Зейдлиц и Пюльна, добываемые искусственным путем посредством выщелачивания выветрившихся базальтов (подробнее см. соответственные статьи).

Богемский Брод

(Bö hmisch-Brod) — см. Чешский Брод.

Богемский гранат

или пироп — см. Гранат.

Богемский гребень

(гора Адлер) — горный кряж на Ю.З. Глацкой горной котловины, отделенный верхним течением Адлера от Габельтвердтских гор, состоит из кристаллических сланцевых пород и имеет 900 м средней высоты. Главная вершина его Дешнаер-Коппе, в 1111 высоты, лежит в северной части Б.

Богемский Камниц

(Bö hmisch Kamnitz) — см. Чешский Камниц.

Богемский лес

Статья большая, находится на отдельной странице.

Богемский хрусталь

— твердое калийно-известковое стекло; см. Стекло.

Богемунд Тарентский

— см. Боэмунд.

Богенгаузен

(Bogenhaus en) — баварское село на правом берегу Изара, напротив Мюнхена, с 1068 (общ. 1300) ж.; с 1817 тут помещается университетская обсерватория под 48° 8' 45" сев. шир. и 9° 16' 20" западн. долг. (от Парижа), на высоте 521 м, с прекрасным Фрауэнгоферовским рефрактором. Вблизи Б. находятся минеральные воды Брунненталь. На южной стороне его, по возвышенности правого берега Изара — Gasteig, разбит максимилиановский парк с прелестным видом на Мюнхен и Альпы.

Богильдино

— см. — Воздвиженка.

Богиниевые

(Bauhinia) — род раст. из семейства Cesalpinleae, названный так Линнеем в честь натуралистов Bauhin. Род этот состоит из тропических деревьев и кустарников с прямостоящими или лазящими стволами, усаженными иногда колючками. Листья состоят из двух листочков, сросшихся своими основаниями или только плотно прилегающих друг к другу, чашечка цветков, образующих обыкновенно кистевидное соцветие, трубчатая, пятираздельная, венчик состоит из пяти неодинаковой величины лепестков с длинными ноготками; плод — линейная, сжатая с боков, двустворчатая многосемянная коробочка (боб) на ножке. В Средней Европе некоторые виды с красивыми цветками разводятся в оранжереях; любят высокую температуру и влажную почву, состоящую на ¾ из более тучной, а на ¼ из боровой земли. Лубяные волокна многих видов (В. racemosa Lam., scandens L., reticulata DC) употребляются в Индии уже давно для приготовления канатов, рыболовных снастей и различных тканей, отличающихся чрезвычайною прочностью и не портящихся даже в воде. В Европе волокна этих растений, по-видимому, еще не утилизируются. Древесина В. acuminata L., tomentosa L. и др. идет благодаря своей значительной твердости на выделку оружия, ножен, рукояток и пр.

Богинский

— сол. источник Якутской обл., Вилюйского окр., в верховьях р. Кемпендяйки, прав. прит. Вилюя; осаждает бледно-розовую соль; ниже источника по р. Кемпендяйке — обширное месторождение каменной соли.

Богиньки

— мифические женские существа; по верованиям гуцулов, враждебные людям ведьмы, высокого роста, с бледными лицами, длинными волосами и с грудями, отброшенными на плечо. Днем они прячутся в пещерах, ночью толпами бегают по полям и лесам и кого встретят, того или щекочут до смерти, или уносят с собою. Они подменяют у матерей некрещеных детей, подкидывая на их место малых бесенят; против Б. употребляется чеснок, кусок железа или растение троян.

Богислав

(м. б. лучше Боислав) — имя нескольких славянских князей, царствовавших в поморских областях Балтийского моря. Из них Б. I жил в XII в. и царствовал сперва самостоятельно в Щетине, а потом должен был признать над собою верховную власть датского короля. После его смерти в 1187 г. на престол вступил сын его Б. II, который сосредоточил в своих руках всю власть над Поморьем и умер в 1220 г. — Б. IV в 1295 г. разделил княжество на две части: Болегостьскую, которую он взял себе, и Щетинскую, которую отдал своему брату Оттону I. — Б. V Великий, умерший в 1374, выдал свою дочь Елисавету замуж за императора Карла IV. — Б. I X был известен по своим симпатиям к гуситству и по своим притязаниям на датский престол после смерти Эрика I. Он царствовал с 1418 по 1446 г. — Б. X Великий в 1478 г. соединил целое Поморье в своих руках, освободился от ленной зависимости от бранденбургских герцогов, признав за ними право на Поморское княжество в случае прекращения славянской династии; он умер в 1523 году. — Б. XIV, царствовавший с 1620 до 1637 г., был последним потомком славянских князей в мужской линии; при нем Поморье перетерпело многие бедствия вследствие Тридцатилетней войны.

Богишич Валтасар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Богнар Фридерика

— известная немецкая актриса, род. 16 февраля 1840 г. в Готе, играла в венск. Гофбургском театре, а с 1887 г. играет с большим успехом в Берлине.

Бого

— черный буйвол (Bos [Bubalus] caffer), см. Буйвол.

Богоас

(Bagoas) — персидское имя, по Плинию означает "евнух"; оно принадлежало нескольким лицам, известным в истории Персии, из которых более замечательным был Б., евнух при Артаксерксе Охусе (360—339 гг.); выведевнный из терпения этим жестоким государем, Б. отравил его, а на престол посадил младшего сына его, Арсеса. Но когда, спустя три года молодой государь, возбуждаемый врагами Б., захотел от него освободиться, Б., предупреждая это, убил его, пригласив на престол племянника Артаксеркса, Дария III Кодомана. Видя, однако же, и в нем недоверие к себе, Б. хотел и его убить, но Дарий, предупрежденный уже, заставил Б. самого выпить приготовленный для него яд.

Богобрат

(Άδελφόθεος) — брат Божий. В Св. Писании неоднократно упоминается о братьях Иисуса Христа (Матф. XIII, 65, Марк. VI, 3. Посл. к Галат. I, 19) и даже некоторые называются по имени, как то: Иаков, Иосия, Симон и Иуда. Братьев этих, по учению православной церкви, не дозволяется считать детьми св. Девы Марии, потому что она как в Рождестве Христа, так и по Рождестве пребыла Девою. Упомянутым лицам усвояется название братьев Христа по плоти или по тому, что они были детьми Иосифа — мнимого мужа св. Марии-Богородицы от первого его брака, как думают одни, или по тому, что они были сыновья Марии, сестры Богородицы, бывшей замужем за Клеопой, иначе называемым Алфеем, и, таким образом, как племянники Богоматери были двоюродные братья Христа по плоти. Во многих Апокрифах Иаков называется α ' δελφόθεος, см. Gieseler, "Kirchengesch." 1. 2, стран. 134, и в нашей Минее Месячной под 23 октября читаем: "приидите память богобрата почтим"... Но какой Иаков здесь разумеется, решить довольно трудно: одни, согласно с нашими богослужебными книгами, говорят, что здесь разумеется Иаков, сын Иосифа "древоделя" (Дебольский, "Дни Богослужения" I ч., 336 и 361). Другие думают, что братом Господним по плоти называется Иаков, сын Алфея-Клеопы и Марии, сестры Богоматери (Солярский, "Опыт библ. слов." II, 134). Другое мнение об Иакове можно найти у Рима в "Handw örterbuch d. bibl. Altertums", 662).

И. В.

Боговитин

— см. Боуш.

Богович Мирко

— хорватский поэт, род. 1816 г. в Варасдине, был 1840 г. комиссаром бана Елачича в Юрополе, потом членом рейхсрата и с 1850 года покинул государственную службу. Свое литературное поприще начал в журналах "Кроация" и "Иллирийская денница", затем выпустил два томика лирических стихотворений: "Ljubice" (1844) и "Smilje и Kovilje" (1847), а также политические стихотворения: "Domorodn i glasi" ("Звуки родины", 1848). После революции, в которой он играл роль народного вожака, Б. всецело отдался литературе и написал исторические повести "Pripoverti" (1860), драмы: "Frankopan" (1856), "Matia Gube é " (1860) и трагедию: "Стефан, последний король боснийский" (1857).

И. Л.

Богодухов

— у. г. Харьковской губ. при р. Мерле, 50° 7' сев. шир. и 53° 7' вост. долг., при Сумской ветви Харьково-Николаевской жел. дороги. Первое описание Богодухова сохранилось за 1662 год. Город получил свое название от первой в нем церкви во имя Бога Духа Святого. На месте Б. находилось Диаково Городище, о котором упоминается в 1517 г. В 1709 г. царевич Алексей Петрович 2 мес. (фев. и мар.) провел с войском в г. Б. Вот почему этот город избежал нападения шведов. В прежнее же время он много терпел от набегов татар. Для защиты от них в городе была крепость и расположена сотня Ахтырского казачьего полка. С 1765 г. в городе учреждено комиссарское правление, состоявшее в ведомстве Ахтырской провинции. При учреждении в 1780 г. Харьковского наместничества Б. сделан уездным городом. До 1820 г. он имел торговое значение, но в настоящее время Сумы, Белополье, Ворожба и другие станции железной дороги отбили у него торговлю. В городе 2 паровые мельницы с оборотом в 3 т. руб. и 3 кожевенных завода с производством на 2500 руб.; лавок 43, домов — 1600. Жителей — 12445 ч., церквей — 3. Учебные заведения: женская прогимназия, 2-хклассное городское, приходское училище, церковно-приходская школа. Библиотека при клубе. Герб города — в серебряном поле черносливное дерево.

Богодуховский уезд занимает 283317 десятин, из них 167815 десятин находятся в пользовании крестьян. Б. уезд был населен еще в каменном веке, так как в нем находили много кремневых стрел. И. А. Зарецкому удалось сделать интересные раскопки курганов около с. Линачевки Богодуховского у. Им найдены золотые, железные и бронзовые вещи. Из золотых вещей особого внимания заслуживают замечательные по отделке бляшки, служившие украшением колчана и представляющие из себя изображение крылатых львов и грифов. Все они прекрасной художественной работы. Бляшки по характеру рисунка напоминают аналогичные скифо-сарматские: находка римской монеты Септимия Севера (конец II-го и начала III-го века по Р. Х.) доказывает существование здесь сармато-римского периода. Курганы, раскопанные И. А. Зарецким, можно отнести к периоду I-III в. нашей эры. Коллекция г. Зарецкого куплена историческим музеем в Москве. По объяснению профессора А. А. Потебни, название р. Мерла, т. е. мертвая (она упоминается уже в древней русской летописи), как и многих других харьковских рек, есть славянское имя. Существование городищ показывает, что Б. уезд был населен разными народами. Об этом подробнее будет сказано в описании Харьковской губ.

В XVII в. мы видим в уезде несколько городков, построенных для защиты от набегов татар. Эти городки: Зублев, Колонтаев, Красный Кут, Мурафа, Богодухов, Сенное. Из этих городков Красный-Кут, в настоящее время Краснокутск, заштатный город, имеет 6 ½ тысяч жителей. Жителей в уезде (за исключением г. Богодухова и Краснокутска) 132597 ч. По сословиям они распределяются на потомственных дворян — 407, личных — 80, духовного звания — 398, почетных граждан — 86, купцов — 116, мещан и цеховых — 5321, крестьян — 102062. Остальные жители принадлежат к иностранцам, 159 к военному сословию и т. д. Занятие жителей — преимущественно хлебопашество. В уезде много сеют свекловицы, которая идет на 4 сахарных завода. Сумма производства этих заводов около 3-х млн., и на них работают до 2000 чел. Кроме сахарных заводов, в уезде находятся следующие фабрики и заводы: винокуренных — 4 (сумма производства 292086), кирпичных — 2, кафельных — 1, мукомольных — 5, общая сумма производства на всех этих фабриках и заводах около 4-х миллионов. Пути сообщения для уезда удобны, так как Б. уезд пересекается Харьково-Николаевскою железною дорогою, а потому отправка товаров удобна: в Харьков, Киев и за границу. Почва уезда черноземная. В уезде протекают реки: Ворскла, Ворсклица, Мерла и др. Литературу см. в ст. Харьковская губ.

А. С.

Богодухово

— село Орловской губ. и у., в 10 в. от ст. Змиевки Московско-Курской ж. д., имение гр. Л. Н. Толстого. Одна из опытных станций Имп. вольно-экономического общ. Здесь произведены на счет владельца опыты различной обработки и удобрения. Б. также одна из больших сельскохозяйств. метеорологических станций Имп. российского геогр. общ. Замечательны, между прочим, сравнительные наблюдения над температурой под снегом и без снега. Ср. Отчеты Б. опытной станции за 1887, 1880 и 1889 гг. в трудах Имп. вольно-эконом. общества.

Богозский хребет

— см. Дагестан.

Боголепов Дмитрий Павлович

(1845—80) — духовный писатель, воспитанник Московской дух. академии. Главные его труды: "Учебное руководство к чтению евангелий в дух. семинариях" (M., 1875—76); "Учебное руководство к толковому чтению четвероевангелия и книги Деяний апостольских" (с 1879 по 1889 г. 3 изд.).

Боголепов Иван Павлович

— земский статистик. Род. в 1851 г.; по окончании курса Духовной семинарии был учителем в земской сельской школе в Серпуховском уезде, затем работал в Московском земск.-статист. бюро. Им разработаны вопросы о начальном народном образовании и о народном продовольствии в Московской губ. Работы Б. по школьной статистике легли в основу общегубернской школьной сети, принятой Московским губернским земством. Б. сотрудничал в "Русских Ведомостях", особенно по вопросу о начальном народном образовании. Труды его отличаются полнотою и обстоятельностью.

Д. Р.

Боголепов Михаил Павлович

— педагог, брат Ник. П. Б. Род. в 1854 г. Окончил курс в Московском университете на историко-филологическом факультет. Состоит директором Лодзинской мужской гимназии. Кроме статей в настоящем Словаре, Б. поместил в "Русских Ведом." фельетон "День в шотландской школе", в "Русской Мысли" — несколько статей под общим заглавием "Лето на Кавказе".

Боголепов Николай Павлович

— цивилист, уроженец Московской губ., род. в 1847 г. в обер-офицерской семье, в 1872 г. кончил курс в Московском универс. И в следующем году определен был в этот же университет сторонним преподавателем римского права (1876) за диссертацию "Значение общенародного гражданского права (jus gentium) в римской классической юриспруденции" (М., 1876) удостоен Моск. университетом степени магистра гражданского права; в том же году утвержден доцентом по кафедре римского права и командирован с ученою целью на два года за границу. По возвращении в Москву Б. в 1878 г. начал читать лекции по истории римского права и в 1881 г. за диссертацию "Формальные ограничения свободы завещаний в римской классической юриспруденции" (М., 1881) приобрел степень доктора гражданского права; в том же году согласно избранию университета утвержден ординарным профессором по занимаемой им кафедре. В 1883 г. совет Моск. университета избрал Б. ректором, и эту должность он сохранил и по введении нового университетского устава 1884 г., но оставил ее в 1887 г. до истечения нового четырехгодичного срока. В 1890 г. Б. приступил к печатанию исключительно для своих слушателей "Пособия к лекциям по истории римского права" (М.). В немногочисленной семье русских романистов Б. занимает одно из видных мест как ученый и в особенности как преподаватель, заботящийся о непосредственном ознакомлении своих слушателей с источниками римского права.

Боголепов Николай Павлович (дополнение к статье)

(см.). — В 1891 г. назначен ректором Московского университета, в 1895 г. — попечителем Московского учебного округа, в 1898 г. — министром народного просвещения. Направление министерства народного просвещения при Б. оставалось таким же, каким оно было с начала 80-х годов: бюджет министерства не возрастал, расходы на народное образование по-прежнему составляли ничтожный процент общегосударственных расходов. Меры, предпринятые по отношению к высшей школе, стояли в непосредственной связи с общестуденческими волнениями весной 1899 г. Летом 1899 г. при министерстве было созвано под председательством Б. особое совещание из попечителей учебных округов и начальников высших учебных заведений (без всякого участия профессоров), после чего был издан ряд циркуляров. Во избежание скопления студентов в некоторых университетах попечителям предложено было стремиться к тому, чтобы окончившие курс средней школы при поступлении держались университета своего или ближайшего округа; установлена предельная цифра могущих быть принятыми вновь на каждый факультет того или иного университета. Некоторые профессора СПб. и Московского университетов были уволены или вынуждены оставить свои кафедры. Признано необходимым усилить инспекцию и выбирать помощников инспектора из лиц с высшим образованием, с тем, чтобы они не ограничивались ролью университетской полиции, но старались оказывать нравственное воздействие на учащихся. На устройство студенческих общежитий были ассигнованы большие суммы. Предписывалось ввести широкую организации обязательных практических занятий; рекомендовалось устройство литературных и научных кружков под ответственностью профессоров. Признано полезным устройство студенческих хоров и оркестров. Министерство народного просвещения принимало участие в совещании, выработавшем, летом 1 899 г., особые правила об отбывании воинской повинности студентами в виде наказания за участие в студенческих беспорядках. Закрыто юридическое общество при Московском университете. Для рассмотрения жгучего вопроса о реформе средней школы осенью 1899 г. была образована комиссия из представителей среднеучебных заведений. Предполагалось только устранить некоторые недостатки существующей системы: формализм, пренебрежение школы к индивидуальным особенностям учащихся, рознь между школой и семьей. Работы комиссии не дали сколько-нибудь заметных результатов. Жизнь высших учебных заведений, не успокоенная мероприятиями министерства Б., зимой 1900—1901 г. снова была взволнована студенческими беспорядками (в СПб., Москве, Харькове и др. городах), во время которых были применены к у частникам беспорядков правила 1899 г. об отдаче студентов в солдаты. 14 февраля 1901 г. Б. на приеме в здании министерства был ранен в шею гомельским мещанином Петр. Влад. Карповичем, бывшим студентом Московского и Юрьевского унив., и 2 марта скончался.

В. Д.

Боголь

(Bohol) — остров в группе принадлежащих Испании Филиппинских островов, в Восточной Азии, 3249 кв. км и 284 жит., горист, густые леса, много воды, ловля жемчужных раковин.

Боголюбов Алексей Петрович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Боголюбов Алексей Петрович (дополнение к статье)

— живописец; ум. в Париже в 1896 г.

Боголюбов Николай Михайлович

(род. в 1872 г.) — духовный писатель, сын священника Нижегородской губ., воспитанник Московской духовной академии; состоит преподавателем в Нижегородской духовной семинарии. Главные труды Б.: "Теизм и пантеизм. Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем" (Нижний Новгород, 1899, магистерская диссертация); "Основной вопрос о мировой жизни и сущность пантеизма" ("Вера и Разум", 1900, т. 2); "Теизм и пантеизм" (ib., 1901, т. 2); "Понятие о религии" ("Богословский Вестник", 1900, кн. II).

Боголюбов Семен Гаврилович

— профессор СПб. университета по кафедре русского гражданского и уголовного права с судопроизводством. Научного юридического образования не получил, но учился в благородном пансионе Моск. университета; в 1806 г. поступил на службу и большую часть ее провел в комиссии по составлению законов. В 1824 г. Б. по представлению попечителя Петербургского университета Рунича определен был министром прямо ординарным профессором, хотя университет, рассмотрев рукописные труды Б., нашел, что он может быть допущен к чтению лекций не иначе как в качестве преподавателя, да и то после пробной лекции, если она окажется удовлетворительной. В 1832 г. со вступлением в министерство народного просвещения С. С. Уварова Б. был уволен от профессуры и оставлен на службе при университете в должности непременного заседателя правления. Ум. в феврале 1842 г.

Боголюбов-Рождество-Богородицкий мужской монастырь

— 2-го класса, Владимирской губ. и у., в 11 вер. к С.В. от Владимира, по Московско-Нижегор. шоссе и близ жел. дор., при впадении р. Нерли в Клязьму. Основан кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским. Церковь Рождества Богородицы построена в 1159 г. Ср. Зверинского, "О православных монастырях" (СПб., 1890).

Боголюбово

— ст. Московско-Нижегородской железной дороги, в 10 в. к В. от Владимира.

Боголюбово

(Боголюбимое, Боголюбое, Боголюбый, Боголюб) — теперь село в 11 в. к С.В. от г. Владимира при впадении р. Нерли в Клязьму, близ Московско-Нижегородской железной дор., с мужским второклассным монастырем, который ныне предполагают возвести на степень первоклассного. Построение здесь церкви Рождества Пр. Богородицы, потом основание монастыря, около которого затем образовалось селение, летописные сказания приписывают следующему случаю. В 1155 г. Андрей Юрьевич, впоследствии великий князь суздальский, тайно от отца уехал из киевского Вышгорода в Суздальскую землю, захватив с собой греческий чудотворный образ Богоматери (Владимирская икона Богоматери, писанная, по преданию, евангелистом Лукой, находится теперь в московском Успенском соборе); на месте Боголюбова монастыря лошади, на которых везли икону, остановились и не могли ехать далее; впряжены были новые, но и эти не могли тронуться с места. После такого знамения князь счел эту местность за излюбленную Богоматерью, за "место Боголюбимое", и основал тут церковь, а потом монастырь, около которого образовалось селение Боголюбово — любимое местопребывание его, от которого он получил и прозвание "Боголюбского". В монастыре в 1174 году князь-основатель и погиб от руки убийц, причем в последовавшем возмущении много пострадал и Боголюбов. Года через три, во время распри в. кн. Всеволода III с рязанскими князьями, Б. сильно пострадал от Глеба Ростиславича Рязанского и приведенных им половцев: тогда уцелели только церковь, кельи и молельня князя, но первая была ограблена. Монастырь до учреждения духовных штатов имел с лишком 700 душ крестьян. С 1846 г. в Б. открыта выставка сельских произведений для Владимирской, Ярославской, Костромской и Вологодской губ. Теперь в селе более 1000 д. об. пола; жители, кроме земледелия, занимаются иконописанием и др. промыслами; в сентябре бывает ярмарка.

А. Э.

Боголюбский Михаил Симонович

(ум. в 1902 г.) — духовный писатель, протоиерей, магистр Московской духовной академии. Главные труды Б.: "Исторический обзор святынь Московской епархии"; "Историко-географический очерк пределов Московской епархии"; "Московская иерархия: митрополиты"; "Московская иерархия: патриархи"; "Сеятель. Собрание проповедей, бесед и поучений".

См. "Церковный Вестник", 1902, № 4, стр. 115—117.

Боголюбский Николай Иванович

— духовный писатель, протоиерей, воспитанник Московской дух. академии; профессор богословия в Московском сельскохозяйственном институте. Главные труды Б.: "Ислам, его происхождение и сущность по сравнению с христианством" (Самара, 1885, магист. диссерт.); "По предметам веры и жизни пастырские беседы и чтения" (М., 1904).

Богоматерь-Богородица

Статья большая, находится на отдельной странице.

Богомил

(Богумил), прозванный за свое сладкоречие Соловьем. — Этим именем в так называемой иоакимовской летописи, известной только Татищеву, назван в сказании о введении христианства в В. Новгороде жрец, который вместе с тысяцким Угоняем возмущал своих сограждан-новгородцев против новой, христианской веры. Карамзин считает сказание выдумкой.

А. Э.

Богомилы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Богомол

(Mantis religiosa, см. таблицу Прямокрылые, Orthoptera) — насекомое, принадлежащее к отряду Прямокрылых (Orthoptera), достигает 42—52 (самец) или 48—75 мм (самка) длины.

Окраска его очень изменчива и бывает то зеленою, то буро-серою; внутренний край надкрылий и крылья, за исключением верхушки, обыкновенно прозрачные. Это насекомое отличается тем, что его треугольная, весьма подвижная голова сидит на длинном, почти палочкообразном переднегрудии, а передние ноги хватательные. Брюшко яйцевидное, довольно длинное, и богомол двигается с места на место посредством четырех шественных ног, бедра которых не утолщены и которые вследствие этого не приспособлены к прыганью. Надкрылья почти такой же длины, как и туловище, и часто пергаментообразны; крылья складываются веерообразно, как у прочих прямокрылых. Передние хватательные ноги имеют сильные лапки, которые переходят в кривой острый крючок. Голень и лапка вкладывается в борозду бедра, как лезвие перочинного ножика в черенок; внутренняя сторона лапки и голень по краям борозды усажены острыми шипами. Б. водится в Алжире, на Кавказе, в Крыму, вообще Южной, а отчасти и Средней Европе, в Южной Сибири и в некоторых провинциях Китая. Он встречается с авг. до окт. в траве, в садах и виноградниках. Это чрезвычайно прожорливое насекомое обыкновенно сидит в траве с приподнятою переднегрудью и с направленными кверху передними ногами, которые в таком положении напоминают руки, воздетые к небу во время молитвы; отсюда произошло и название этого насекомого. В таком положении Б. подстерегает добычу, состоящую из насекомых (а у близких к Б. крупных экзотических видов также и из мелких ящериц и маленьких птиц); попавшуюся добычу он схватывает передними ногами и съедает. Самки откладывают яички кучками, кот. окружают пенистою отвердевающею оболочкою и прикрепляют к камням или к стеблям растений. Б. полезен тем, что истребляет много вредных насекомых.

Э. Б.

Богомолец (Франц)

— иезуит, польский писатель XVIII в., родился в 1720 г., воспитывался у иезуитов и поступил в их орден. Раньше всего Б. прославился песенкой "Kurdesz", которую и теперь поют на веселых попойках; это ему открыло доступ ко двору. Познакомившись с тогдашними писателями, Б. всецело предался литературе: он начал переделывать комедии Мольера для современных школ и вводил в них много польских типов; затем он стал писать и оригинальные комедии для королевского театра: во всех его пьесах мало действия, но много характеристических типов и остроумия. Влияние комедий Б. на тогдашнее общество было значительно. Он же издавал первый польский журнал: "Monitor" (между 1765 и 1784 гг.). Перечень написанного Б.: "Komedie" (1757); "Komedje na tea trum Jego Królewskiej Mo ś ci" (1776), "Pro ingeniis polonorum oratio" (1752), "Rozmowa o j ęzyku polskim" (1758), "Orationes" (1763), "Zbior dziejopisow polskich", куда вошли Бельский, Стрыйковский, Кромер и Гванин (1764—68), "Listy z Azji, Afryki и Ameryki, niegdy ś od misjonarów Soc. Jesu pisane" (1767), "Epistola" (1754—1755), "Zabawki oratorskie" (1768), "Zycie Jerzego Ossoli ń skiego" (1777), " Ż ycie Jana Zamojskiego" (1775), "Opisanie panstwa Tureckiego" (1770), "Historja o podro ż ach p. de la Harpe" (1783—17 94). Б. умер в 1784 г.

И. Л.

Богомолов Николай Михайлович

(1841—88) — публицист. Поступил в Харьковский университет, но курса не окончил вследствие студенческих беспорядков. Пробыв несколько лет городским учителем, Б. в конце 60-х годов стал писать в "Грамотее", затем в 70-х гг. сотрудничал в "Беседе" Юрьева, в "Голосе", в "Русском Курьере"; в конце 80-х гг. редактировал популярно-научный журнал "Сотрудник народа" (переименованный после в "Сотрудник"). Более крупные работы Б.: "С всероссийской художественно-промышленной выставки" ("Вестник Европы" 1882 г., №№ 7—9) и "Сельскохозяйств. производство Сев.-Америк. Соед. Штатов и вероятные причины его успешного развития" ("Русская Мысль", 1885, 11 и 12). Отдельно он издал, под псевдонимом Николая Михайлова, сборник своих статей из "Грамотея", под заглавием: "Очерк жизни и деятельности Иоганна-Генриха Песталоцци" (М., 1874).

Богомолов Тимофей Иванович

(1843—97) — учился в Московском унив. и СПб. медико-хирургической академии; в 1871 г. доктор медицины. Был профессором медицинской химии в Харьковском унив. Б. редактировал журнал "Современная Клиника". Кроме статей в специальных изданиях Б. напечатал: "Об отношении хромогенов желчных кислот к моч. пигменту испражнений" (СПб., 1871, докторская диссертация) и др.

Богомолов Федот Иванов

— самозванец, объявивший себя имп. Петром III в 1772 г., предшественник Пугачева. Он был крестьянином гр. Р. Л. Воронцова; мальчиком бежал из вотчины (с. Спасского, Саранского уезда) в Саратов, ходил на судах саратовского купца Хлебникова до Дмитриевска, жил потом у колонистов, перешел в Караванскую станицу, служил в Калмыцкой орде за казака Панчилина, работал по хуторам и, наконец, 25-ти лет от роду поступил в легионную команду под именем Казина, 16 янв. 1772 г. Скоро по его поступлении между казаками стали ходить слухи о том, что среди них находится император Петр III, и при этом все почти указывали на нового пришельца, Федота Казина, несмотря даже, по уверению некоторых казаков, на его несходство с Петром III. В другом пришельце, Спиридоне Долотине, — не замедлили признать его государственного секретаря. Умы казаков уже достаточно были взволнованы, и несколько обидных слов, произнесенных одним офицером по отношению к казаку Буренину, придали им решимости — перевязать всех офицеров и объявить Казина императором Петром III. Офицеры были перевязаны, но второго дела им выполнить не удалось: офицер Савельев предупредил их, схватил самозванца, заковал в кандалы, и вместе с Долотиным Казин был отправлен в Царицын (1 апр.). Затем они содержались в Черном Яре и снова в Царицыне. Волнение казаков между тем не утихало. Было сделано несколько попыток к освобождению самозванца, но все они были тщетны, несмотря на усилия главного бунтовщика Семенникова. Наконец, 31 декабря 1772 г. в Царицыне был исполнен приговор суда над самозванцем: его наказали кнутом в виду всего народа, вырезали ноздри и, поставив на лице позорные знаки, заключили в погреб; ночью его отправили в Сибирь на каторгу, но дорогою он умер. На суде Б. показал, что "императором Петром III объявил о себе в пьянстве своем, без дальнего замысла". Дело о нем велено было предать забвению и запечатать.

Богоносец

(Θεοφόρος) — носящий в себе Бога, употребляется как почетное наименование в приложении к святым отцам вообще; в частности, оно усвояется св. Игнатию, еп. Антиохийскому, по преимуществу, и он обыкновенно называется: Игнатий Богоносец. Он сам в своих посланиях говорит, что носит в себе Христа и в этом смысле называет себя Θεοφόρος. Другие же переносят ударение на предпоследний слог Θεόφορος (носимый Богом) и видят здесь намек на сказание, что св. Игнатий и был тот ребенок, которого Иисус Христос взял на руки и показал своим ученикам как образец смирения и простосердечия (Матф. XVIII, 2—4, Марк. IX, 36). Ср. Ph. Schaff, "Geschichte d. alten Kirche", 387. В России богоносцами называют тех, кто носит иконы на Свят. неделе и в крестных ходах, собирающих на церковь с иконою на груди.

И. В.

Богоотец

(θεοπάτωρ) — Название, прилагаемое, кажется, впервые Ислахием, пресвитером иерусалимским († 343) к царю и пророку Давиду (см. Gieseler, "Kirchengesch.", I т. 2 отд., 134 стр. 1845), так как от его племени по плоти происходил Иис. Хр., часто и именуемый сыном Давидовым. Церковь, приняв это название, и возглашает в каноне: "Богоотец убо Давид" и проч. Точно так же церковь усвояет это название св. праведным Иоакиму и Анне по причине рождения от них Матери Божией и ежедневно по окончании божественной службы, на отпуске, испрашивает исходящим из храма помилование и спасение от Господа молитвами Богородицы и св. праведн. Богоотца Иоакима и Анны.

П. В.

Богоотступничество

(άποστασία, praevaricatio) — есть добровольное, не вынужденное какими-нибудь опасностями отпадение от христианства к иудейству или язычеству; этим оно отличается от вынужденного гонениями отпадения от веры христианской так называемых "падших" (Lapsi). Во время св. Киприана Карфаг. это преступление почиталось столь тяжким, что богоотступники не признавались достойными прощения ни в каком случае. По правилам апостольским клирики и миряне за посещение синагоги отлучались от церкви, и первые, конечно, лишались сана. Никейский собор дозволил искренно раскаявшихся отступников принимать в Церковь, установив для них такую покаянную дисциплину: три года они должны были находиться между слушающими (audientes), семь лет между коленопреклоненными (substrati) и два года между так называемыми consistentes, которым дозволялось стоять во храмах вместе с верными при литургии. По истечении этой покаянной дисциплины они удостаивались таинства причащения и совершенно примирялись с Церковью. Точно так же и Карфагенский собор 397 г. 35-м прав. дозволил принимать в церковь искренно раскаявшихся отступников. Собор Трулльский 692 г. запретил общение с иудеями для духовных под страхом извержения из клира и для мирян под страхом отлучения от церкви. Еще прежде этого многие испанские соборы делали многочисленные постановления против отпадения к иудейству, конечно, потому, что там иудеев было много и они значительно влияли на христиан. Этим же вопросом занимались и галльские соборы в IV, V и VI вв. Светская власть, с своей стороны, издавала указы против отступников. Имп. Констанций повторил уже Константином Великим изданные постановления против отпадения к иудейству, определив конфисковать имущества отступников. Валентиниан отнял у таковых право завещать свое имущество. Этот же закон повторил Феодосий Великий, впрочем, с некоторыми ограничениями. По постановлению 391 г. отступники, как не имеющие гражданских прав, лишались всяких общественных должностей.

П. В.

Богополь

— местечко Подольской губернии, Балтского уезда, в 93 верстах к В от Балты, под 48°3' с. ш. и 48°30' в. д., на границе Херсонской губернии, против города Ольвиополя, при реках Буге и Синюхе; последняя отделяет его от Ольвиополя; имеет 5000 душ об. п. и 953 двора.

Богоприимец

(Θεοθόχος). — Название, усвояемое Симеону в память того, что сей праведный и благочестивый муж, которому было обетование, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, по внушению Духа Божия пришел во храм, когда родители Иисуса принесли туда его в сороковой день по рождении, принял младенца на руки и сказал: "ныне отпущаеши раба твоего, Владыко..." (Лук. II, 25—35).

П. В.

Богораз Владимир Германович

— см. Тан.

Богоридес

(Алеко-Паша) — см. Вогоридес.

Богорис

— см. Борис.

Богородзица или Богародзица

— Так называется древнейший польский гимн, посвященный Богородице и, по преданию, приписываемый св. Войтеху или Адальберту (см.). С незапамятных времен польское войско, начиная битву, пело этот гимн. Долго не знали, кто его сочинил. Так, первое известие оставил о Б. Ясько из Мельштина (XIV в.), который, однако, не приводит имени автора; затем Длугош рассказывает, что этот "carmen patrium" пело польское войско в битве при Грюнвальде и Танненберге. Только в 1506 г. в первый раз Ян Лаский говорит, что гимн сложен св. Войтехом; неизвестно, однако, на чем основывается это мнение: на устной ли традиции или только на личных соображениях Лаского. Как бы то ни было, однако, возможно, что первую часть гимна мог сочинить св. Войтех, так как вторая его половина очень похожа на знаменитый чешский гимн: "Hospodine, pom i luj ny!" Неринг в Б. различает три части: собственно песнь о Богородице, отрывок пасхальной песни и великопостную песню. Б. сохранилась во многих рукописях: первая из них, найденная Вислоцким на переплете бумажного сборника 1407 г., хранится в Краковской библиотеке. Она заключает в себе только первую часть песни. Вторая рукопись, тоже Краковской академии, относится к 1408 г. и заключает в себе более обширный текст; затем еще имеем текст 1456 г. и двадцать различных рукописей, относящихся к XVI-XIX вв. Гимн в первый раз был напечатан Ласким в 1506 году в сборнике "Commune inclyti Poloniae regni privilegium etc." (Краков), затем он издавался в 1532, 1543, 1567 г. и потом очень часто. Напев его переложил Фр. Лессель и издал при сочинении Нетцевича "Spiewy hist o ryczne", а также Войтех Совинский издал французский текст с нотами в "Revue musicale" Фетиса (см.).

Литература о Богородице весьма обширна: об этом гимне говорится подробно во всех историях польской литературы, например — у Вишневского, Здановича, в "Pismiennictwie Polskiem" Мацеёвского и др. Кроме того, существуют следующие специальные труды: Алекс. Пржездзецкий в "Bibljoteka Warszawska" (1866 г., т. I, стр. 309); А. Пржездзецкий, "О dw óch odpisach pie ś ni Bogarodzica" ("Rocznik Tow. Nauk Krakowskiego", 186 9); Вл. Неринг, "Ueber den Einfluss der altč echischen Literatur auf die altpolnische Einleitung in das altpolnische Marienlied" ("Archiv fü r Slavische Philologie", 1875); Р. Пилат в "Pamię tnik Akademji umiej ę tno ś ci wydzia ł u filologicznego i historyczno-fil ozoficznego" (т. IV, 1880 г. в Kpaкове); Антон Калина, "Rozbi ór krytyczny pie śni Bogarodzica" (Львов, 1880); Н. Бобовский, "Die polnische Dichtung des XV Jh." (Бреславль, 1883); Н. Бобовский, "Polska poezja koś cielna od najdawniejszych czasów az do wieku X VI" (Варшава, 1805); Ржесинский в "Kwartalnik naukowy" (Краков, 1836, т. III); Рымаркевич в "Roczniki Towarzystwa Przyjacioł nauk poznanskiego" т. X, 1878 г.; Пенкальский, "Uwagi nad podaniem o starodawnej pieśni Bogarodzica" (Краков, 1872); Бентковский в "Rocznik Tow. nauk. Krakowsk." (1869); К. Конрад, "Posv átná pise ň polská " (Прага, 1885).

И. Л.

Богородице-Донское

— самосадочное озеро, лежит в Астраханской губ. и у., в 4-х верстах от Новокурочкинской пристани и в 5 верстах от сел. Линейного, площадь озера 65200 кв. саж. и за последние 13 лет из него добыто 2860000 пуд. соли, вследствие чего корень ее значительно выработан; но еще в 1888 году добыто соли 206922 п. Ист. "Труды Астр. губ. стат. ком." 1877, вып. V и "Пам. кн. Астр. губ. на 1890 г.".

Богородицк

— уездный город Тульской губернии, лежит в 55 верстах к ЮЮВ от Тулы, при верховьях реки Уперты, впадающей в Упу. Через город проходит ветвь железной дороги от Узловой на Ефремов Сызранско-Вяземской дороги (ветка Елецка); от СПб. 855 в.; шир. 53° 47' долг. 7° 50' (от Пулк.); от Епифани на Д. 26 вер.; абсол. высота 860 ф. = 123 саж. Городские укрепления возведены при царе Алексее Михайловиче, при чем здесь же поселены были стрельцы и пушкари (слобода Стрелецкая и Пушкарная). Переименован в город в 1777 при имп. Екатерине В. При Павле I город упразднен, но в 1802 Александр I опять восстановил его. В городе 11 заводов; три правос. церкви; острог; больница; уезд. училище; почт. станция; жителей — 7956 ч.; город. земли 2700 д. Заводов: 3 салотопенных; кожевенный; свечносальный; 2 сахарных; пивоваренный; 3 кирпичных. Две ярмарки: 1) — лошади и рогатый скот, 23 апр.; 2) — 8 июля, красный и бакалейный товар.

Богородицкий уезд Тульской губернии сильно вытянут в длину по меридиану; уезд простирается от шир. г. Тулы 54° 13' до 68° 21' с. шир., т. е. на 90 верст в длину и только на 40 в ширину, что составляет площадь в 2521 квадр. вер. Он занимает почти середину губернии и составляет высокий остров, с которого берут начало многие реки. Высота его плато колеблется от 760' на сев. до 910' на юге; средн. выс. 840—850' = 120 саж. над уровн. моря. Здесь берут начало реки: Шать, Непрядва, Упа, Уперта, Шиворонь и Красивая Меча. Последняя река прорезает самую южную часть уезда, наиболее возвышенную (888' — 910'), поэтому берега ее обрывисты. Лесов мало — около 9000 д. Несмотря на малые размеры, уезд замечателен своей деятельностью и богатством производства. Пересекая реки Шать, Шиворонь, Уперту, Упу и Крас. Мечу и имея на западной границе р. Упу, уезд этот захватывает богатейшую полосу наших каменноугол. отложений; здесь почти непрерывны восходы угленосн. яруса. На севере уезда выступают известняки с Prod. Gig. и Prod. Striat.; границу их составляет р. Шать. Из-под них выступают нижние известняки и, наконец, темно-серые и черные глины и пески, среди которых лежит каменный уголь. Ниже идет слой известняков, переходящий гориз. в малевко-мураевнинск. отложен. карбодевона. Здесь лежат известные Товарково, Малевка, Дедилово, Левина. В берегах реки Уперты (пр. Упы) близ гор. Богородска на протяжении нескольких верст выступает плотный песчаник с прекрасно сохранившимися окаменелостями Lepidodendr. Veltheimian. Str. Под песчаником следует упинский извест. (сам. нижн. камен. уг.). Для северной половины уезда может служить для разъяснения геологического строения приведенная выше скважина Бобpики (см. это сл.), которая соответствует Дедилову (54°) и Мохолову. Для южной половины — разрез шахты Елисаветы в с. Левине. 1) Бур. песчан. глина 4,27. — 2) Белая глина 1,42. — 3) Черн. сланц. глина. Athyr. Pusch. Chonetes Lag. Ortis resupin 2,8. — 4) Серый известн. с Prod. Gig. в Chon. cribr. 1. — 5) Черн. глина 0,7 м. — 6) Кам. уголь 0,53. — 7) Черн. глина и сер. песок 9,3. — 8) Камен. уголь 3 м. — 9) Сер. песок 2,13 м. — 10) Желтов. известняк с Syringop. retic.

Богатейшие залежи каменного угля, столь легко доступные, усиленно разрабатываются. Пласт угля колеблется от 3,5 до 7 метров. Вот данные за 1887 г. Село Товарково лежит в 10 верст. к югу от Богородицка, вырабатывает в год 1426127 п. каменн. угля (принадл. графу Бобринскому). Левинская копь (село Левино смежно с Товарковым) — 1780355 пуд. кам. уг., Малевская копь (от Левина 7 вер. к Ю.В.) — 2091390 п. камен. угля; итого во всех трех 5297872 пуда кам. уг. — А так как богатство железными рудами Богородицкого и Крапивенского уезд. создало неск. заводов и есть спрос на уголь, то, кроме больших копей, есть и мелкие, о которых не имеется статистических сведений. Почва у. чернозем. глубиною 6 до 8 вершк.; пахот. земли — 200 т. дес.; лошадей 37 т.; рог. ск. 8 т.; овец 27 т.; всех заводов 10: свеклосахарных 4, выделывающих на 360 т. р.; 6 зав. крахмальных. Кроме того, имеются мельницы, маслобойни, крупорушки, каменоломни. Торговля: хлеб, пенька, кожа, скот, щетина. Ярмарок в уезде 7. На севере уезд прорезается Тульско-Ряжской дор.; вдоль уезда идет Елецкая ветвь с С. на Ю., а вдоль западной границы у. — река Упа. Число жителей — 130 т. Больш. села: Никитское — 5300; Воскресенское — 5200; Иевлево — 3700; Дедилово — 3600; Кузовка — 3000; Ломовка — 3300; Михайлово — 3200; Непрядва — 2000 жителей.

Н. Кудрявцев

Богородицкая-Седмиозерская мужская пустынь

— Казанской губернии и уезда, на реке Солонице, притоке Казанки, в 17 верстах к С от города, основана в 1613 г. иноком Евфимием при 7 озерах, ныне составивших одно; прежде пустынь называлась Вознесенским монастырем. В ней 4 церкви: в соборной (Смоленской Божией Матери) чудотворная икона Божией Матери, известной под именем Седмиозерской; она принесена преп. Евфимием из Устюга Великого. 26 июня ее ежегодно с крестным ходом переносят в Казань, где она остается по 27 июля.

Богородицкий Василий Алексеевич

— филолог, род. в 1857 г., учился на историко-филологическом факультете Казанского унив. В 1884 г., защитив магистерскую диссертацию "Гласные без ударения в общерусском языке" (Казань), получил звание доцента. В 1888 г. защитил докторскую диссертацию "Курс грамматики русского яз." (часть I, Варшава, 1887; часть II, "Рус. Филологич. Вестник", 1892) и был назначен профессором в том же Университете. Кроме диссертаций отдельно вышли оттиски статей Б. из разных научных журналов: "Изучение малограмотных написаний" (Воронеж, 1881); "Введение в изучение русского вокализма" (Варшава, 1882—83); "Несколько слов по поводу говорящей машины Фабера" (Казань, 1883); "Einige Reformvorschl ä ge aus dem Gebiete der vergleichenden Grammatik" (ib., 1890) и др. Из трудов Б. особого внимания заслуживает магистерская его диссертация, где впервые подробно указаны особенности отношения современного среднерусского вокализма. Докторская диссертация Б. о фонетике русского языка также представляет ценное приобретение для науки. Выяснению психической стороны процессов языка посвящены работы Б.: "О морфологической абсорбции" и "Этюд по психологии речи" ("Рус. Филологич. Вестник", т. VI и VIII, 1881 и 1882). Б. написал еще "Курс сравнительной грамматики индоевропейских языков" ("Учен. Записки Казанск. Унив.", с 1890 г.).

Ср. Венгеров, "Словарь", т. IV (ст. проф. К. С. Булича).

Богородицкий-Городецкий монастырь

— см. Городецкий Б-ий монастырь.

Богородицкий-Григорьево-Лопатов-Пельшемский муж. монастырь

— Вологодской губ., Кадниковского у., при р. Пельшме, в 7 в. от уездн. г.; основ. в 1426 г.; древняя церковь.

Богородицкий-Казанский монастырь

— см. Казанский Б-ий монастырь.

Богородицкий-Лесненский монастырь

— см. Лесненский Б-ий монастырь.

Богородицкий-Свияжский монастырь

(Успенский 1-го класса мужской) — Казанской губернии, в городе Свияжске, основан около 1555 г. св. Германом, впоследствии архиепископом Казанским. В 1595 г. мощи его перенесены в Свияжск и в большой серебряной раке поставлены с соборной монастырской церкви. Церквей в монастыре 4; собор во имя Успения Богородицы.

Богородицкий-Сретенский Задонский монастырь

— см. Задонский Б-ий монастырь.

Богородицко-Раивская пустынь

(общежительная мужская) — Казанской губ., Свияжского у., на р. Сумки, прит. Волги, в 18 в. к С. от г. Свияжска, основана в 1613 г. иеромонахом Филаретом. В ней 15 церквей, соборная во имя Грузинской Божией Матери. Обитель обнесена каменною восьмиугольною стеною с 8 башнями, из коих 7 имеют церкви; остальные 8 церквей внутри ограды. Здания в монастыре каменные и хорошей архитектуры. В соборе чудотворная икона Грузинской Божией Матери. 25 авг. в честь ее крестный ход из монастыря в город Свияжск.

Богородицкое село

— 1) Сезенево тож, Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, в 12 верстах к СВ от Лебедяни, на транспортной дороге из Лебедяни в Раненбург, при реке Сквирни. Число жителей 451. Посреди села находятся женская община, известная под именем Сезеневской. Она основалась в первой половине XIX ст. на месте, на котором жил отшельник Иван Иванович, пользовавшийся при жизни и по смерти необыкновенным уважением всех местных жителей. При общине 2 приходских каменных церкви; образа в них писаны лучшими современными русскими художниками; монастырь окружен каменною стеною.

2) Литуновки тож — Тамбовской губернии, Козловского уезда, в 17 верстах к ЮВ от города Козлова, при р. Ближней Сурене. Число жителей 1435, водяная сукновальная мельница и суконная фабрика (Панкевича). Производит простых армейских сукон на 73450 р. при 354 раб.

Богородицкое-Куракино

— большое село Орловской губернии, Малоархангельского уезда, по Орловской транспортной дороге на Малоархангельск, в 6-и верстах от полустанка Кукуевки, на берегу р. Неруча. Высота местности 116 саж., 52° 85' сев. шир. (П.). В длину село занимает около 5 вер.; принадлежит князю Куракину. Жителей 1010 чел. Церковь, 6 маслобоен и 5 мельниц; несколько кирпичных и хлебных магазинов. Верхняя часть холмика занята синими юрскими глинами с сферосидеритом и фосфоритом. Ниже идут среднедевонские образования. Запасы руды местами значительны.

Богородичен

— Богородичины — песнопения церковные в честь Богородицы. Их несколько видов: богородичен догматик содержит с похвалою Богородице догматическое учение (δογμα) о лице Иисуса Христа, как-то: о воплощении и о соединении в Нем двух естеств — божеского и человеческого, и проч. Богородичины и крестобогоpодичны отпустительные седмичные; отпустительными называются потому, что поются на вечерни и утрени в конце службы, близко к отпуску, и седмичными потому, что поются только в седмичные — не в воскресные и праздничные дни. Крестобогородичными называются те стихи, которые поются в среду и пяток — дни, посвященные воспоминанию крестных страданий Спасителя. Кроме того, в богослужебных книгах встречаются еще и другие названия богородичных.

П. В.

Богородичные легенды

— см. Хождение Богородицы по мукам.

Богородск

— уездный город Московской губ., в 50 вер. к В.С.В. от столицы, на правом нагорном берегу р. Клязьмы и на дороге в Нижний, под 55° 51' сев. шир. и 56° 6' в. д. (Ф.). Соединен так называемой Богородской железнодорожной ветвью с Нижегородской жел. дор. В XVI в. на месте нынешнего города возникло село Рогожи, которое в 1781 г. переименовано в уездный город Московской губ. К 1 янв. 1888 г. жителей было 2471 (1359 м. и 1112 ж.). Главные статьи торговли — шелковые и бумажные изделия, производимые на фабриках уезда. В городе 2 православных церкви, 3 фабрики шерстяных материй с годовым производством на 736000 р., 4 шелково-ткацких (на 42500 р.), 3 ленточных (на 97000 р.) и водочный завод, выделывающий свыше 3600 ведер водок и наливок на сумму 19000 р.

Богородский уезд расположен в восточной части Московской губ. Пространство уезда — 3076,9 квадр. версты (3501,6 кв. км, Стрельбицкий). Поверхность слегка волниста; почва глинистая, песчаная и частью иловатая, сев.-вост. часть по левой стороне Клязьмы к Владимирской губ. — болотистая. Подпочва состоит из горного известняка. Река Клязьма пересекает весь уезд по направлению с З. на В.; ширина ее 25 саж., река течет в довольно крутых берегах и судоходна только для малых судов. Остальные реки Воря, Шерна и Уча — притоки Клязьмы — не судоходны. Озера находятся большею частью в болотистой части уезда, т. е. на границе Владимирской губ.; все они очень малы. Население уезда к 1 янв. 1888 г. состояло из 180207 душ (87384 м. и 92823 ж.), почти исключительно великороссов, разместившихся в 658 поселениях. Почва неплодородна, и население уже издавна находило заработок в кустарных промыслах, а в конце XVIII стол. стали возникать значительные фабрики, которые все более развиваются, так что теперь Б. уезд по размерам своей промышленности 2-й в Московской губ. В уезде насчитывается 262 завода и фабрик, годовая сумма производства которых равняется 28912000 руб. Самый значительный фабричный центр уезда Зуево, на самой границе Владимирской губ. с Ореховым, на другой стороне Клязьмы; здесь до 40000 жит., почти исключительно фабричных, и процветает производство хлопчатобумажных изделий на десятки миллионов. В уезде 88 фабрик шелковых материй, производящих товару на сумму 3074000 р.; 17 фабрик, изготовляющих наши знаменитые парчи на сумму до 200000 p., славятся суконные и ситцевые фабрики. Первых — 8 с производством на 5547000 р., вторых вместе с бумаготкацкими 73, с производством на 12554000 руб. Три фабрики исключительно заняты выделкой челноков и катушек для ткацких и прядильных фабрик; этого дешевого товара они производят на сумму до 40000 р. Производство красильных и химических продуктов играет тоже немаловажную роль: фабрик, вырабатывающих эти предметы, в уезде 10, с суммой производства на 550000 р. В Б. уезде много кустарей, особенно ткачей, работающих по заказам фабрикантов. Иные фабрики перешли на торфяное отопление, купив или арендовав торфяные болота. Рабочие на них не местные жители, а пришлые из Тульской, Калужской и Рязанской губ. Благодаря развитию фабрик и переходу земель в руки купцов они решительно преобладают в земстве. Торговля уезда состоит в сбыте мануфактурных изделий и привозе нужного для фабрик сырья (хлопка, шерсти, мыла и т. д.), а также хлеба и других продовольственных продуктов для фабричных. Через уезд проходит главная линия Нижегородской жел. дор. и ее Богородская ветвь. Северная и южная часть уезда, отдаленные от железной дороги, очень нуждаются в лучших путях сообщения, много переплачивая за провоз товаров. Остальные сведения и литературу предмета см. Московская губерния.

А. В.

Богородская трава, богородицына травка

— весьма распространенное народное название маленького приземистого растения — Thymus serpyllum L., или тимьяна (см. это сл.). Впрочем, Б. травой зовутся также и несколько других травянистых растений, напр. тмин, Helychrysum arenarium DC., желтый бурачок, Alyssum alpestre L. (в Пермской губ.) и др.

Богородский затон

— на левой стороне р. Волги, Казанской губ. и у., в 70 вер. от города, выше села Б., имеет до 70 саж. в ширину, при глубине 7 ф., дно песчаное. В нем можно поместить до 60 судов.

Богородский Неофит Михайлович

(род. в 1853 г.) — духовный писатель, воспитанник СПб. духовной академии; состоит инспектором народных училищ Гродненской губ. Главные труды Б.: "Учение св. Иоанна Дамаскина об исхождении Св. Духа, изложенное в связи с тезисами Боннской конференции 1875 г." (СПб., 1879, магист. диссерт.); "О подлинности второй части (гл. 9—14) книги св. пророка Захарии" (Вильна, 1886); "Дух Святый. Историко-догматический очерк" (Гродна, 1904).

Богородский Савва Осипович

— криминалист, род. в 1804 г. в Ярославской губ., где отец его был дьячком, учился в Ярославской духов. семинарии и Петерб. духовной академии, но курса не кончил, так как в начале 1828 был причислен ко II-му отделению Собственной Его Величества канцелярии для изучения юридических наук. В то время граф Сперанский, под руководством которого шла работа над составлением Полного Собрания и Свода Законов, задумал план приготовления ученых юристов как для возвышения университетского образования, так и для того, чтобы иметь стоящих на высоте призвания работников по кодификации наших законов. Для достижения этой цели он предложил выбрать кандидатов из воспитанников духовных академий; в число этих кандидатов попал и Б. Вместе с своими товарищами Неволиным, Баршевым и др. он под главным надзором гр. Сперанского и непосредственным руководством Балугьянского изучал законоведение как теоретически, слушая лекции у профессоров Петербургского университета, так и практически, упражняясь в работах по составлению Свода Законов. В 1829 г. молодые юристы посланы были для довершения своего образования за границу, где Берлинский университет назначен был главным местом их пребывания и обучения, а общий надзор поручен был знаменитому Савиньи. По возвращении в Россию в 1832 Б. вместе с остальными своими товарищами подвергнут был экзамену и в 1835 защитил в СПб. университете диссертацию на степень доктора законоведения на тему: "О философии уголовных законов у древних и новых народов". Сочинение это осталось ненапечатанным. В том же 1835 г. Б. назначен был во вновь открытый в Киеве университет ординарным профессором по кафедре законов благоустройства и благочиния, к которой одно время относилось и изложение законов финансового права. Но Б. недолго занимал эту кафедру, к которой он не чувствовал призвания. В 1839 г. ему предоставлена была кафедра законов уголовных и законов благочиния, и эту кафедру он, с перерывом от 30 декабря 1854 по 30 апр. 1857 г., занимал по 26 ноября 1857 г., т. е. по день своей смерти. Помимо преподавания, Б. принимал весьма деятельное участие в устроении киевского университета, и ему, между прочим, принадлежит важный проект об организации кафедр юридического факультета. Как ученый Б. не был самостоятельным мыслителем и исследователем, и его единственный печатный труд: "Очерк истории уголовного законодательства в Европе с начала XVIII века" (т. I-II, Киев, 1862), изданный по смерти его на счет университета, представляет собою лишь добросовестную компиляцию по немецким источникам.

Богородско-Глуховская мануфактура

— Московской губ., в 3 в. от уездн. г. Богородска, на р. Шарке. Основана З. С. Морозовым; ныне одна из крупнейших бумаготкацких фабрик в России; рабочих свыше 8000, производство до 16 млн. руб. в год; фабрика соединена с жел. дор. особою веткою. В поселке при фабрике церковь, больница, родильный и детский приюты, 2-х классн. учил., 2 библиотеки.

Богородское село:

1) Уратьма и Шереметевка тож — Казанской г., Чистопольск. у., в 65 в. к В. от г. Чистополя, при р. Уратьме. В XVII веке дача с. Богородского принадлежала татарскому мурзе Уркееву, а в половине XVIII века куплена гр. Сер. Вас. Шереметевым и состоит более столетия за Шереметевыми. По своему богатству и промышленности Б. считается одним из лучших сел в губернии. Число жителей 2800 душ обоего пола, 421 двор. Жители, кроме хлебопашества, занимаются приготовлением кож; всех заводов в селе 53; на них приготовляется сапожный товар, подошвы, красная и белая юфть, опойки, рукавицы, узды, сапоги и т. п.; всего товара село производит в год на сумму до 80000 р. Жители для сбыта своих произведений ездят до Оренбурга и Уральска, откуда привозят шерсть и сырые кожи, также ведут торг местными произведениями: ободьями, лубками, рогожами и пр. Пчеловодство здесь также развито, и ежегодно жители продают несколько сот пуд. меда. При селе леса 2950 десятин; пахотной земли 1300 десятин. Мельница о 4-х поставах, на которой размалывается хлеба до 40000 п. в год; православная церковь; еженедельно — базар.

2) (помещика Шереметева) — Нижегородской губернии, Горбатовского уезда, в 27 верстах к В. от уездного гор., на большой дороге из Нижнего в Муром и Горбатов. Число жителей 7700 д. об. п., 1380 дворов. Меднолитейный завод выделывает на 2000 р. медных приборов для сбруи. Клееваренных заводов считается до 59 для выделки разных кож, рукавиц, шорных изделий и ямской упряжи. Жители занимаются также производством валяных сапог и войлоков. Ярмарок в году 2; еженедельные базары. В селе 4 православных церкви, 40 лавок, 9 постоялых дворов, 2 трактира.

3) Камское устье тож — Казанской губ., Тетюшского уезда, в 40 верстах к ССВ от Тетюш, на правом возвышенном берегу р. Волги, 3 вер. выше устья р. Камы, с пристанью на Волг. Основано в начале XVII в., а в 1692 г. принадлежало к домовой вотчине митрополита Казанского и Свияжского. Жителей 1500 душ обоего пола, кроме хлебопашества занимающихся торговлею, рыболовством, работами на судах в бурлачеством. С последних чисел апреля по 1 июля около села бывает большое стечение судов, идущих по Волге и Каме, остающихся здесь для починки и перегрузки. К этому времени стекается в село до 10000 человек и открывается до 19 лавок с разными бурлацкими и судовыми припасами, трактир и питейный дом, который в продолжение месяца выручает до 5000 р. Жители села славятся садоводством; садов до 200, с которых в хорошие годы получается за одни яблоки до 4000 руб.

4) село Курской губ., Новооскольского уез., лежит к З. от гор. Нового Оскола в 18 вер., при верховьях ручья Холка, вблизи Оскольского тракта на город Корочу; 7° 18' в. д. (П.). Здесь сливаются два ручья: Бугров и Плотва; принадлежит к Потемкинской вотчине; влад. до 5000 дес. земли. Чис. жит. 2400. Местность сильно изрезанная оврагами, но абсолютная высота 103—107 саж.

5) село Пермской губернии, Красноуфимского уезда, на рч. Арий, правом притоке р. Ирени, в 89 км (83 в.) от Кунгура; дворов 240 и жит. 1514 (1878); важный местный торговый пункт; значительные торжки по субботам и 3 ярмарки.

Богородское-Долгоруково

— село Орловской губ. и уезда на лев. берегу Оки, в верхнем течении, 52° 30' с. ш. (П.). Большой пруд у Оки; уровень его 90 сажен. Высота местности 117 саж. Большое село это занимает 4 вер. по р. Оке. От станции жел. дор. Александровки 15 вер. Верхние части холмов заняты сеноманскими отложениями меловой системы с фосфоритом; но более здесь встречаются несколько ниже залегающие глыбы дикаря-жерновика. Под ним идут синие юрские глины с рудами. Расстояние от уездного города 50 вер. Жителей 1380 чел.

Богородское-Капцево

— село на месте древнейшего мерянского поселения при реке Капце, в 29 верст. от Ростова; 32 двора, 107 душ, Наджеровской волости. Старинная вотчина граф. Воронцовых-Дашковых. Каменная церковь выстроена в 1757 г. графом Иваном Иларионовичем Воронцовым. Близ Б.-Капцева уцелело и посейчас много курганов мерянского типа, и в особенности замечателен один, очень большой, называемый "Подгорное место". По словам рукописи, на месте села было языческое капище, которое разрушил св. Исаия, епископ Ростовский. Б.-Капцево имело почему-то особенную известность при св. Димитрии Ростовском, так как о нем упоминается на уроках в училище, заведенном тогда святителем. В прошлом столетии в селе временно проживала знаменитая Е. Р. Дашкова. В прежнее время (XVIII в.) Б.-Капцево представляло из себя вид города. Здесь, кроме господского огромного дворца, находящегося ныне в развалинах, был зверинец, парки, оранжереи, винный и конский заводы, манеж, а по дороге к Ростову до села Якимовского пролегал обсаженный на насколько верст липами проспект; ныне от всего этого остались жалкие следы, мало напоминающие о прежнем величии, да и занадельная земля не принадлежит уже более прежним владельцам.

А. Титов.

Богородское-Козохово

— древнейшее село в Ростовском уезде Ярославской губ., в 12 верст. от города, 33 двора, 105 рев. душ, Воржской волости. В каменной церкви находится старинная чудотворная икона Казанской Б. М. Самый храм первоначально, по преданию, был построен царем Иоанном Грозным после покорения Казани, в честь иконы Казанской Б. М. Из второй духовной грамоты Ивана Даниловича Калиты видно, что село Козохово в Ростове принадлежало тогда ему и носило название "Богородичевского...". — "А что есть купив село в Ростове Богородичевское, а дав есть Бориску Воркову иже иметь сыну моему которому служити, село будет за ним, не иметь ли служите детям моим, село отоймут...". — Царь Иоанн Грозный приложил Богородское к архиерейскому дому, но почему-то впоследствии село принадлежало роду Долгоруковых и было отчиной князя Якова Феодоровича Долгорукова, у которого Петр I был в Б.-Козохове (рассказ Голикова).

А. Титов.

Богородчаны

— уездный город в Галиции, расположенный на расстоянии 2 миль на Ю. от Станиславова, при главном Карпатском тракте, на р. Быстрице, у подножья Карпатских гор, в живописной местности, с 4597 жит., в том числе рим.-кат. 800, гр.-кат. 1788 и евреев 2009. Б. уезд занимает пространство в 162079 миль с населением 61892.

Богорыя, герб

— польский герб, представляющий собою в красном поле два наконечника стрел в одной линии, один обращенный вверх, другой вниз, над шлемом павлин, держащий в клюве стрелу. Герб этот является часто на литовских монетах Сигизмунда III между 1606 и 1618 г., так как в это время великим литовским подскарбием был Иероним Воллович, которому принадлежал этот герб.

Богорыя, селение

— селение, прежде местечко Сандомирского у. Радомской губ., на расстоянии 12 в. от Сташова, при почт. тракте из Сташова в Опатов, с 74 домами и 716 жит., одно из древнейших населенных мест Польши.

Богослов, село Тульской губ.

— село Тульской г., Епифаньевского у., 8° 45' в. дол. (П.) и 53° 55' с. шир., близ речки Керть. От гор. Епифани 33 версты; от ст. жел. дор. 8 вер. и 12 вер. Число жителей 570 чел. Село по водн. сообщ. принадлежит к системе р. Прони. Интересно в геологическом отношении: здесь богатейшие залежи каменного угля. Верхние пространства нагорьев заняты горным известняком (Product. Gig.), а под ним угленосный ярус с каменным углем.

Н. Кудрц.

Богослов, село Ярославской губ.

— село при pp. Игине и Горохове, в 1 ½ версте от города Ростова Ярославской губернии. Замечательно по своей оригинальной деревянной церкви с колокольнею во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковь эта построена в 1687 г. на месте прежде бывшей деревянной, что видно из надписи на образе с датой 7156 г. Церковь как снаружи, так и внутри сохранилась замечательно. Иконостас и почти все образа со времени постройки храма, а некоторые еще и из прежней церкви. Главное украшение храма составляют царские врата, обращающие внимание по резьбе и художественности работы. Врата из древнейшего ростовского Богоявленского монастыря. Как эти врата, так и церковь были неоднократно срисовываемы и печатаны во многих изданиях, в том числе и в известном сочинении Виоле ле Дюка "Русское искусство". На этих царских вратах сохранилась надпись "лета 7070 (1562) месяца августа 29 на память усекновения главы Иоанна Предтечи совершени двери сия в дом Богоявлению Христа Бога и Чюдотворчю Авраамию в Ростове при благоверном царе и великом князе Иоанне Васильевиче всеа Русии, при Apxиепископе ростовском Никандре при архимандрите Богоявленском Ионе. Инок Исаиа". Точная копия с этих врат находится в ростовской кремлевской церкви Григорьевского монастыря затвора, возобновленной в 1885 году. Богословская деревянная церковь построена архимандритом Богоявленского Авраамиевского монастыря Герасимом на том самом месте, где, по преданию, св. апостол Иоанн Богослов явился преподобному Авраамию и вручил жезл для сокрушения идола Велеса, которому еще в XI веке поклонялись ростовские язычники.

А. Титов.

Богословие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Богословия рука

— под таким названием находятся почти во всех палеографических собраниях рукописи, преимущественно конца XVII и начала XVIII в. Это как бы руководство к исчислению пасхалии по пальцам: "Сперва выучить на усть азбука вся по перстам левыя руки, и помнить на котором составе, которое слово стоит"; так обыкновенно начинается рукопись. Затем идут изображения рук с цифрами, разные круги и таблицы. Некоторые рукописи такого же почти состава, с небольшими изменениями, носят следующее заглавие: "Граница мудрая святых отец, хитростница филосовская всем рукам, лунник мудрый Птоломейский". Обыкновенно встречается в полной Б. руки почти постоянно изображение 460—466 рисунков с буквами. У старообрядцев в начале XVIII века эта рукопись пользовалась большим уважением. Самые лучшие экземпляры, украшенные заставками и заглавными буквами с золотом, и все, без исключения — поморского письма.

А. Титов.

Богословка Большая

— село Тамбовской губ. и уезда, к В.Ю.В. от города, при р. Нару-Тамбове. Число жит. 1300 душ обоего пола, 167 двор. и две суконные фабрики.

Предыдущая страница Следующая страница