Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 5, Авг - Ави)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 5, Авг - Ави)

Предыдущая страница Следующая страница

Августа, Ян

— чешский богослов XVI столетия, старшина чешского братства, друг Лютера и Меланхтона. Сначала держался учения утраквистов (приемлющих причастие под обоими видами), но потом принял учение чешских братьев, которых сделался старшиною, и пострадал при Фердинанде: подвергнут был пыткам и 16 лет мучился в тюремном заключении; его выпустили на свободу при Максимилиане, 1564. См. его биографию у Шумавского "Ziwot Iana Augusty, sepsal I an Blahoslaw" (Прага, 1837).

Августа-Виктория

(Auguste Viktoria) — германская императрица и королева прусская, дочь Фридриха, герцога шлезвиг-гольштейн-зондербург-августенбургского. Род. в 1858 г., в 1881 г. вышла замуж за принца Вильгельма Прусского, нынешнего императора. Посвящает свое время благотворительным и религиозным обществам. Имеет семерых детей. См. Evers, "Auguste Viktoria" (3 изд., 1897).

Августалы

(Augustales) — жрецы, введенные Августом для отправления нового богослужения в честь пенатов и ларов. В число А. допускались и вольноотпущенные, из коих многие добивались этого звания даже за деньги. В некоторых муниципиях они составляли как бы особую коллегию. Их некоторые неосновательно смешивают с августалами — классом жрецов, установленным Тиберием для воздавания божеских почестей Августу и фамилии Юлиев. Эти назывались Sodales Augustales и избирались, в числе 21, из знатнейших римлян.

Название А. давалось и играм (Ludi Augustalia), установившимся в честь Августа в Риме и провинциях.

Августдор

— саксонская золотая монета в 5 талеров, по ценности и весу равная прусскому фридрихсдору. Есть простые, двойные и половинные августдоры.

Августейший

— см. Август (титул).

Августенбург

— замок в средней части острова Альзен (см.), некогда резиденция герцогов Гольштейн-Зондербург-А. Один из них, Эрнст-Гюнтер, откупив это место в 1651 г. у датского короля Фридриха III, построил на нем замок, названный по имени его супруги Августы. Поблизости от замка возникло местечко того же имени. В 1770—76 г. герцог Фридрих-Христиан снес старое строение и заменил его новым, более значительных размеров. В настоящее время замок и смежные с ним земли принадлежат прусскому правительству. Замок с его знаменитым парком пришел в упадок, а городок Августенбург насчитывает лишь 626 жителей.

Августенбургская линия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Августи

(Иоганн Христиан Вильгельм) — протестантский богослов; род. 27 октября 1771 в Эшенберге, в Готе, изучал в Йене богословие, занимал сначала в этом городе, потом в Бреславле и Бонне кафедры философии, богословия и восточных языков, впоследствии был назначен директором консистории, † в Кобленце в 1841 г. Из его соч. в свое время пользовались известностью след.: "Grundriss einer histor.-kritischen Einleitung in das Alte Testament" (Лейпциг, 1806; 2 изд., 1827), "System der chri s t. Dogmatik" (Лейпц., 1809; 2 изд., 1825) и "Lehrbuch der chr. Dogmengeschichte" (Лейпц., 1805; 4 изд., 1836). Доныне еще сохранили свое значение "Denkw ürdigkerben aus der christ. Archä ologie" (12 т., Лейпц., 1817—1831), кот. он издал, также в извлечении, под заглавием "Handbuch der. chr. Arch ä ologie" (3 т., Лейпц., 1836—37). Из оставшихся после него трудов Ницш издал "Beitr ä ge zur christ. Kunstgeschichte und Liturgik" (2 т., Лейпц., 1841—46).

Августин I

— император Мексиканский; см. Итурбид.

Августин, Аврелий

— один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви; род. в Тагасте, в Африке, 13 ноября 354 г. Первоначальным своим образованием он обязан своей матери — христианке Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником. В молодости своей А. был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь после чтения "Hortensius" Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но, не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел в отчаяние, и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. — в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь благодаря тамошнему епископу Амвросию он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство в связи с чтением посланий ап. Павла произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию катол. церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). На Пасху 387 г. А. вместе с своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав все свое имущество и почти совершенно раздав его бедным, некоторое время провел в строгом уединении главою духовной общины и в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящен в епископы в Гиппоне.

Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперед определил дух и направление не только Африканской, но и всей Западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и в особенности против донатистов и др. еретических сект наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Еще важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами. Он † 28 авг. 430 г. во время первой осады последними Гиппона.

Останки А. были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королем лонгобардов, и погребены в Павии, в церкви Св. Петра. В 1842 г. с согласия папы они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника А., воздвигнутого ему на развалинах Гиппона франц. епископами.

Сочинения Августина автобиографического, полемического и гомилетико-экзегетического содержания изд. в Париже (11 ч., в 8 т., 1689—1700); в Антверпене (12 ч., в 9 т., 1700—3) и в последнее время бенедиктинцами (11 т., Пар., 1835—40). Замечательнейшие из этих соч.: "De civitate Dei libri XXII", изд. Штранге (2 т., Кельн, 1850—51) и Домбартом (2-е изд., 12 т., Лейпц., 1877), переведенное Зильбертом (2 т., Вена, 1826), и "Confessiones", автобиография его, изд. Неандера (Берл., 1823), Брудера (Лейпц., 1837 и 1869) и Карла фон Раумера (2 изд., Гютерсло, 1876) в переводе Греннингера (4 изд., Мюнстер; 1859), Зильберта (5 изд., Вена, 1860) и Раппа (7 изд., Гота, 1878). Кроме того, заслуживают упоминания его "Meditationes" и "Soliloquia" (изд. Вестгофом, Мюнстер, 1854) и "Enchindion", или "Manuale" (изд. Крабингера, Тюб., 1861). Перевод его "Избранных сочинений" выходит в "Bibliothek der Kirchenv ä ter" (т. 1—8, Кемпт., 1869). Недавно в библиотеке Грейфсвальда были найдены два до сих пор еще не изданных небольших сочинения A. ("Tractatus de persecutione malorum in bonos viros et sanctos" и "Tractatus de omnibus virtutibus". По-русски существ. московское издание 1788 г. "Избранных сочинений Авг." в 4 томах. Некоторые его слова и увещания перев. в "Христианском чтении" и "Воскресном чтении".

Литература: Клот, "Der heil. Kirchenlehrer A." (2 т., Аахен, 1840); Биндеман, "Der heilige A." (Берл., 1844); Пужула, "Vie de St. Augustin" (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847); Дорнер, "Aug., sein theol. System und seine religionsphilos. Anschauung" (Берл., 1873).

Августин, Антоний

— архиепископ таррагонский, известнейший богослов-юрист XVI в. (род. 1517 в Сарагосе, † 1586). На Тридентском соборе он окружен был всеобщим вниманием и уважением благодаря богословской и юридической своей эрудиции. Он один из первых начал заниматься в Испании изучением римского права, и его многочисленные сочинения были известны всей Европе и несколько раз перепечатывались. Особенно выдающимся, доставившим А. славу, было его сочинение "Emendationum et opinio n um juris civilis libri IV", (Лунд., 1544, in fol.), в котором он показал себя знатоком римских древностей и приложением их дал толкование многим положениям римского права.

Августин, апостол Англии

— монах бенедиктинского ордена, был послан папой Григорием I с 40 спутниками в Англию, чтобы проповедовать там Евангелие и главенство папы. Благодаря содействию Берты, супруги кентского короля Этельберта, дочери франкского короля и, следовательно, уже христианки, ему удалось обратить короля и англосаксов. Сам Авг. был назначен архиепископом Кентерберийским. † он 26 мая 607 г. (Ср. Лингара "Antiquities of the Angl o-Saxon Church", 1806).

Августин, архиепископ московский

(А. В. Виноградский) — архиепископ московский; род. в 1766 г. Его отец — священник и иконописец. В 1788 г. окончил Моск. дух. академию, а в 94-м, отмеченный митр. Платоном, принял монашество и в 1804 возведен в сан епископа Дмитровского. Был цензором духовных книг, говорил блестящие речи и писал на лат. яз. стихи. В 1812 г. заведовал московскими святынями, со смерти же своего покровителя — и москов. епархией. † 3 мая 1819.

Августин, город в Соединенных Штатах

(Санкт-Августин) — приморский город в североамериканском штате Флорида, главный город Ст.-Джонского графства, с 2293 жит. (1880). Гавань его, хотя берегами и обширна, но для больших судов мелка. Этот город возник из старинного (1565) поселения испанцев и в известной степени сохранил следы древности: неправильно раскинут, плохо построен, хотя имеет на берег выходящую прекрасную площадь Plaza de la constitucion, на которой здание суда, красивой постройки католический собор и епископ. церковь готического стиля. Вблизи расположены обширные казармы и форт Мариен, старинное испанское укрепление. Климат великолепный, почему А. посещается страдающими грудными болезнями и прозывается американскою Ниццею. Окрестности песчаные, хотя производят хлеб и имеются апельсинные и лимонные деревья. А. был в 1586 г. сожжен Франциском Драке, в 1702 и 1744 англичане пытались овладеть им, но безуспешно, в 1785 г. вторично сожжен. 22 февраля 1821 г. здесь был подписан договор об отделении Флориды от Соединенных Штатов.

Августин, духовный писатель

(в миру Андрей Федорович Гуляницкий, умер в 1892 г.) — духовный писатель, сын священника, магистр Киевской духовной академии, в которой преподавал обличительное богословие. Был епископом костромским, затем екатеринославским. Главные труды А.: "Руководство к основному богословию" (Вильно, 1876 и след.), "Сборник слов, поучений, бесед, речей и кратких благочестивых размышлений" (Вильно, 1893).

Августин, епископ оренбургский и уфимский

(в миру Михаил Степанович Сахаров, 1768—1842) — епископ оренбургский и уфимский. Напечатал несколько "Слов". Список рукописных произведений А. составлен Н. Калинниковым (см. "Странник", 1866, №№ 5 и 6). А. вел дневник, которым воспользовался А. Зиновьев в "Известиях" о жизни преосвященного, напечатанных в "Москвитянине" за 1848 г., кн. ХIII.

Августинович

(Иван Константинович) — вице-инспектор корпуса лесничих. Издавал отчеты по исследованию и осушению болот в С.-Петербургской и Новгородской губерниях и писал по тем же вопросам в специальных журналах.

Августинович (дополнение к статье)

(Иван Константинович) — начальник северной экспедиции; † в 1896 г.

Августинский орден

— последний большой нищенствующий орден католической церкви, ведет свое начало от св. Августина (см. это сл.). Последний после своего крещения с несколькими единомышленниками образовал в местности Тагасты (388) духовную общину, достигшую по причине всеобщего уважения к ее основателю большого процветания. Правилом для нее сначала служило лишь Евангелие, позднее же стали пользоваться некоторыми указаниями, данными Августином в своих двух речах "De moribus clericorum" и в 2 посланиях к монахиням в Гиппоне (428). Впоследствии в Италии по ее образцу образовались еще другие общины, напр. иоаннбониты, тосканские эремиты, бритинианцы и друг. Все они были объединены папой Иннокентием IV под общим именем августинского ордена и 17 января 1244 г. получили так назыв. "Правило св. Августина", происхождение которого неизвестно. При Александре IV в 1256 г. был избран генерал-приор и 4 провинциала для Италии, Испании, Франции и Германии, орден был изъят из-под обыкновенной подсудности и получил привилегию, чтобы сакристан папской капеллы избирался из его среды. В 1580 г. его устав был расширен: во главе ордена стоит генерал - приор, живущий в Риме, ему помогают влиятельные дефиниторы (советники), каждые 6 лет собирается главный капитул, имеющий право смещать приора и избирать нового. Устав не строгий, но, кроме обыкновенных постов, предписываются еще особенные. Одежда августинцев состоит из белого шерстяного подрясника с наплечником, черной рясы с длинными широкими рукавами, капюшона и кожаного пояса. Папа Пий V причислил августинцев (1567 г.) к 4 нищенствующим орденам (доминиканцы, францисканцы, кармелиты и августинцы). В XIV столетии с ослаблением первоначальной строгости уставов образовались многочисленные новые конгрегации, между прочим, и саксонская (1493), к которой принадлежали Штаупитц (см. это сл.) и Лютер; Thomas de I é sus в Португалии († 1582) основал орден босоногих августинцев, отличавшийся строгостью правил и постов и получивший от Григория XV в 1622 г. особенное устройство. Они особенно распространились по Японии, Перу, Филиппинским островам и т. д. Монахини август. ордена собирались еще в Гиппоне вокруг сестры св. Августина, Перпетуи. Александр III в 1177 г. основал в Венеции монастырь этого ордена, и первой настоятельницей его была дочь императора Фридриха I Юлия. В эпоху наибольшего своего процветания, в начале XVI ст., августинский орден, более занимавшийся спасением душ, чем научными или церковными делами, насчитывал около 2000 мужских и 300 женских монастырей. Когда произошла Реформация, то многие августинцы в Германии примкнули к ней, тем не менее в XVIII столетии еще существовали 42 провинции, не считая конгрегации и викариатов в Индии и Моравии. Со времени французской революции этот орден во Франции, Испании, Португалии и Германии отчасти уничтожен, в Австро-Венгрии же и Италии сильно ограничен.

Августов

— уездный город Сувалкской губернии (в Царстве Польском), расположен при реке Нетте и озере Белом, изобилующем рыбой, в низкой и болотистой местности, основан в 1560 г. королем Сигизмундом Августом, от которого и получил свое название. В настоящее время (по переписи 1885 г.) 10326 жителей, из которых почти половину составляют евреи. В городе бывает ярмарка рогатого скота, пользующаяся известностью в крае. Торговое значение Авг. определяется его положением при Августовском канале, который, начинаясь в этом месте, соединяет систему р. Вислы с р. Неманом и открывает местным произведениям сбыт к Балтийскому морю. — В Авг. уезде, занимающем 1809,9 кв. в. (в том числе под оз. 30,9) жителей (1885) имеется 61371, не считая городского населения, сост. вместе с А. 1 6599.

Августовская обрезка

— Августовская обрезка дерев имеет в помологии целью укрепить часть почек посредством обрезки выросших в течение лета ветвей до половины. Существенная при этом задача — выбрать надлежащий для такой обрезки момент, так как слишком ранняя, равно как и слишком поздняя обрезки могут достигнуть совсем противоположной цели. Вообще, прежде всего приступают к обрезке фруктовых дерев, дающих плоды с косточками, сперва вишен, потом слив и после уже семенных, начиная с груш и кончая яблонями.

Августовский канал

— соединяет систему реки Вислы и реки Немана через посредство речки Черноганжи, впадающей в Неман, и Нетты, впадающей в Бобр, который, как приток Нарева, принадлежит к бассейну Вислы. Так как Черноганжа и Нетта слишком малы для поднятия судов, то в систему введено несколько озер, соединенных между собою и с этими речками несколькими каналами. Протяжение всего водного пути равняется более чем 98 вер.; на этом пространстве устроено 28 шлюзов. По случаю общего обмеления в каналах и озерах судоходство по А. системе год от году все уменьшается, но в свое время она принесла много пользы краю, открыв более деятельный сбыт местным произведениям.

Августодунум

— главный город Адуев в Gallia Lugdunensis, теперешний Аутун (см.); при бургундских королях и даже при Каролингах окрестная местность носила название Augostodunensis pagus. A. ошибочно смешивали долгое время с Бибрактою; последняя лежит западнее (см. Беврай и Бибракта).

Августул

— см. Ромул Августул.

Августусбад

— недалеко от Радеберга в Дрезденском округе расположен в прелестной долине, окруженной лесом, замечателен своими источниками (старейшими в Саксонии), богатыми железом и употребляющимися для ванн всякого рода, преимущественно против женск. болезней, ревматизмов, хронич. катаров и т. п. (см. "Das A. bei Radeberg" (Дрезд., 1880).

Августусбург

— казенный замок в саксонском округе Цвикау, построен в 1568—72 гг. в стиле ренессанс, замечателен своей церковью, украшенной картинами Кранаха-младшего. См. Гарниш, "Die Schl ö sser A. und Lichtenwalde" (Шелленб., 1863); Фрейер, "Schloss A." (Шелленб., 1882).

Авдеев, Алексей Андреевич

(1819—1885) — архитектор, сын помещика Тульской губернии. Составил проект здания астрономической обсерватории Московского университета, которое и было построено им по этому проекту. В 1851 г. А. отправился, с целью изучения художественных памятников, в Германию, Францию и Италию, откуда сообщал свои наблюдения и впечатления в "Московские Ведомости" и в сборник проф. Леонтьева "Пропилеи". В 1853 г. находился при археологических раскопках на Таманском п-ове и занимался срисовыванием найденных там древностей. Поселясь в Крыму, построил 1) црк. св. Николая на севастопольском военном кладбище, в память павших защитников города, 2) часовню над могилою кн. Горчакова, на том же кладбище, 3) часовню на Инкерманской высоте, в воспоминание смотра войскам, произведенного имп. Александром II после падения Севастополя, и 4) Владимирский собор в Севастополе, воздвигнутый на месте древнего храма. В 1 8 71 г. Академия худож. возвела его в академики без требования от него исполнения особой программы.

Авдеев, Михаил Васильевич

— род. 22 сентября 1821 г. в Оренбурге. Его предки — видные яицкие казаки. В 1842 г. окончил инженерный корпус поручиком, а в 52-м с чином капитана вышел в отставку и поселился в Уфимской г. 1862 г. сослан в Пензу, через год уехал за границу. Писать начал с 1 7-ти лет, но известность получил лишь 10-ю годами позже. Свои романы и повести печатал в "Соврем.", потом сотрудничал в "Деле", "От. зап.", "Вест. Евр." и друг. Его "Тамарин" и роман "Подводный камень" ("Совр.", 1860 г.) наделали много шума и выдвинули автора на видное место. "Между двух огней" ("Совр. обозр.", 1868) прошел почти незамеченным. Полное собрание сочинений вышло в 1868—70 гг. † 1 февраля 1876 г.

Авдеева

(Екатерина Алексеевна, урожденная Полевая, сестра Николая и Ксеноф. Полевых) — см. Полевая.

Авденаго

(халдейское переименование еврейского имени Азария, см. это сл.) — пленник из Иудеи, прославившийся тем, что отказался пред Навуходоносором поклониться истукану, за что вместе с двумя товарищами, Седрахом и Мисахом, был ввержен в печь огненную, но был чудом Божией милости спасен и вышел с товарищами из печи невредимым.

Авдий

(по-евр. Овадия, т. е. служащий Богу) — четвертый в ряду 12 малых пророков. Вся книга состоит из одной главы, большею частию составляющей повторение из Иеремии (XLIX, 7—16). Когда и где жил А., не говорится, но что он жил во время первого разгрома евр. царства вавилонянами, т. е. в одно время с Иеремиею, — это видно из его речи, обращенной к идумеянам с укорами в предательстве по отношению к их братьям израильтянам, которым во время их поражения они преградили путь к спасению.

Авдиометр

— прибор для определения тонкости слуха. А. состоит, в главных чертах, из линейки с миллиметрическим делением и трех катушек тонкой проволоки. Две из них укреплены неподвижно на концах линейки, третья же, соединенная с телефоном, может свободно быть перемещаема по длине линейки. Обмотка одной из неподвижных катушек имеет очень большое число оборотов проволоки, между тем как в другой их очень немного. По обмотке катушек пропускается в противоположном для каждой из них направлении ток от нескольких (трех обыкновенно) элементов Даниеля. Ток все время прерывается введенным в цепь автоматическим прерывателем. Таким образом подвижная катушка подвергается двойной взаимно-противоположной индукции, в зависимости от которой телефон начинает звучать в унисон с прерывателем, более или менее сильно. Передвигая катушку по шкале линейки, мы можем по желанию усиливать или ослаблять звук, смотря по расстоянию от более сильной или более слабой катушки. В известной точке шкалы обе индукции взаимно уравновесятся, уничтожат друг друга, и телефон перестанет звучать. Эта точка шкалы обозначается нулем деления, она будет находиться тем ближе к неподвижной катушке с малым числом оборотов проволоки, чем больше разница в числе оборотов проволоки обеих неподвижных катушек и чем тоньше слух экспериментатора. Передвижение катушки от этой точки шкалы в сторону катушки с большим числом оборотов проволоки усиливает, конечно, по мере приближения к ней звук в телефоне. Единица деления соответствует обыкновенно наивысшей тонкости слуха, а 200 дел. — полной глухоте, промежуточные же деления — разным степеням слуха. Авдиометр называют также иногда сонометром, чего следует, однако, избегать, так как сонометрами называются собственно приборы для определения высоты звука (монохорд, сирена, фонограф и т. п.), а не силы его.

Авдияне

или антропоморфиты — христианская секта, основанная Авдием Месопотамским в IV веке. Сначала он выступил как преобразователь нравов и в своих проповедях нападал на духовенство, затем совсем оставил церковь со своими приверженцами и сам посвятил себя в сан епископа. Ум. в 372 г. Ересь его состояла в антропоморфизме, который он подтверждал цитатами из Ветхого Завета, особенно Бытия I, 26. Секта исчезла в V веке.

Авдова гора

— в Юрьевском уезде Владимирской губернии, место Липецкой битвы 27 апреля 1216 г., в которой новгородцы под предводительством князей Мстислава Мстиславовича торопецкого и Константина Всеволодовича ростовского разбили суздальцев. Это место определилось после археологического изыскания покойного графа А. С. Уварова. В летописи были только указания урочищ, где происходила битва, но не указывалась Авдова гора. Гр. Уваров отыскал в Юрьевском уезде, в 1½ версты от села Загорья, на лугу села Лычева, две возвышенности, слывшие у народа под именем Пановых Могил. Произведенное графом разрытие курганов, давших богатую археологическую находку, привело его к открытию Авдовой горы, стоявшей против Юрьевой, совершенно согласно с сделанным им сопоставлением летописных указаний.

Авдон

1) левитский город в колене Асира, отожествляемый с Абде, в 17 вер. к СВ от Акко; 2) имя нескольких библейских лиц. Из них один был одиннадцатым судьей израильского народа (Суд. XII, 13—15); управлял народом в течение восьми лет.

Авдотка, птицы из семейства ржанковых

(Oedicnemus) — род куликовых птиц из семейства ржанковых (Charadriidae, см.), отличающийся прямым, утолщенным на вершине клювом, удлиненными средними рулевыми перьями и существованием перепонки между основанием среднего и наружного пальцев. Задний палец отсутствует; клюв едва длиннее головы. Девять довольно крупных видов, относящихся к роду А., обитают в сухих, песчанистых местностях различных стран света, кроме Северной Америки, и ведут преимущественно ночной образ жизни. В Европе встречается только один вид: А., лежень (О. crepitans), настоящею родиною которого надо считать степные и пустынные местности, прилегающие к Средиземному морю. Отсюда лежень поднимается в Западной Европе до Балтийского моря, а в Европейской России — до Харьковской губ. Гнездом служит простая ямка на земле. Питается мелкими животными. Общий тон окраски — светло-коричневато-желтый с темными пятнышками. Нижняя сторона — беловатая. На крыльях — две светлых поперечных полосы. Ноги и основание клюва — желтые.

Ю. В.

Авдотка, растение из семейства лютиковых

— см. Троллиус.

Авдотья Тимофеевна

— первая русская танцовщица, обратившая на себя внимание императрицы Анны Иоанновны, при дворе которой учителем Авдотьи Ланде был поставлен придворный балет. Вследствие успеха ученицы Ланде был сделан придворным балетмейстером, и повелено было устроить театральное училище, для которого учеников и учениц сама императрица выбрала из детей придворной прислуги. Авдотья пожала заслуженные лавры на балете, поставленном в Москве во время коронации императрицы Елисаветы Петровны в 1742 г.

Авдюшка

(Nemachilus barbatulus) — см. Голец.

Аве

(лат. Ave или Have, "будь счастлив") — было выражением обычного приветствия древних римлян как при встрече, так и при расставании. Have pia anima (т. е. живи счастливо с спокойным духом) еще и теперь употребляется в виде надписей на гробницах. О лат. молитве Ave — см. Ave Maria.

Аве Мария

(лат.), или ангельское приветствие, angelico salutatio, т. е. приветствие ангела Гавриила, сказанное им Пресвятой Деве — называется у католиков молитва к Богородице по ее начальным словам: "Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария (Ave Maria), Господь с тобою". Как равносильная молитве Отче Наш, Ave Maria вошла в частое употребление с XI стол. Папа Урбан IV прибавил к ней заключительные слова: "Иисус Христос. Аминь". С XVI ст. к ней стали прибавлять следующие заключительные слова, употребляемые поныне: "Пресвятая Мария, матерь Божия, моли о нас грешных, ныне и в день нашей смерти. Аминь". Согласно предписанию папы Иоанна XXII, изд. в 1326 г., всякий католик должен читать эту молитву трижды в день, поутру, в полдень и вечером, когда звон колоколов призывает его к молитве. Она читается по малым шарикам четок, называемым поэтому также Ave Maria, тогда как большие шарики посвящены "Отче наш". 160 раз прочитанная Ave Maria составляет Psalterium Mariae и имеет, по верованию католиков, большую молитвенную силу.

Аве-Лаллеман, Роберт Христиан Бертольд

— брат Фридриха Аве-Лаллемана (см.); род. 25 июля 1812 г.; изучал в 1833—37 гг. медицину в Берлине, Гейдельберге и Париже, затем отправился в Рио-де-Жанейро, где поселился и занялся врачебной практикой. Несмотря на то что был назначен впоследствии членом Главного санитарного совета в Бразилии, он возвратился в Германию в 1855 г. По рекомендации Гумбольдта Аве-Лаллеман был принят членом в Новарскую экспедицию, снаряженную Австрией, от которой он отстал в Рио-Жанейро. Объездив затем в 1858 и 1859 гг. всю Бразилию, он поселился в Любеке. Помимо многих беллетристических и медицинских сочинений (напр. о желтой лихорадке), он издал: "Reise durch S ü dbrasilien" (2 ч., Лейпциг, 1859) и "Reise durch Nordbrasilien" (2 ч., Лейпциг, 1860). Им же написана для биографии Александра фон Гумбольдта, изданной К. Бруном (Лейпциг, 1872), третья глава: "Humboldts Aufenthalt in Paris" (1808—26). Из прочих его сочинений следует упомянуть: "Wanderungen durch Paris aus alter und neuer Zeit" (Гота, 1877), "Luiz de Camoens, Portugals grossier Dichter" (Лейпциг, 1879) и "Wanderungen durch die Pflanzenwell der T r open" (Бреславль, 1880). — По имени Эдуарда Аве-Лаллемана (род. 1803 г., † 17 мая 1867 г. в Любеке), двоюродного брата предыдущего, посвятившего себя изучению ботаники и служившего долгое время в Ботаническом саду в С.-Петербурге, назван род растений Lall é mantia. Он † 10 окт. 1884 в Любеке.

Аве-Лаллеман, Фридрих Христиан Бенедикт

(Avé -Lallemant) — известный немецкий писатель по вопросам полиции; род. 1809 г. в Любеке, где с 1851 до 1868 г. был главою полиции; с 1882 живет в Берлине, напечатал: "Das deutsche Gaunertum" (4 ч., Лейпциг, 1858—62), первые две части которого представляют описание постепенного развития и современного состояния класса мошенников, тогда как обе последующие посвящены обстоятельному изучению воровского языка. Как бы дополнительными статьями к этому сочинению служат "Die Mersener Bockreiter des 18 und 19 Jahrh." (Лейпциг, 1880) и "Der Magnetismus mit seinen mystischen Venrrungen" (Лейпциг, 1881). Из прочих его литературных трудов заслуживают внимания мелкие статьи: "Die Krisis der deutschen Polizei" (Лейпциг, 1861), "Die Reform der Polizei in Hamburg" (Гамбург, 1862) и "Die norddeutsche Bundespolizei" (Берлин, 1868); в последнем сочинении он проводит мысль о единстве немецкой полиции, без которой он считает немыслимым успешное действие уголовного правосудия. Аве-Лаллеман оставил государственную службу в 1868 г. по причине болезни глаз и издал с тех пор целый ряд полицейских романов, между которыми особенно заслуживают внимания "Die Mechulle Leut" (2т., Лейпциг, 1867; 2 изд. 1870), "Der Erb— und Gerichtsherr" (3 т., Ганновер, 1870), "Herz und Geld" (3 т., Ганновер, 1871), "Jada" (3 т., Дрезден, 1878); кроме того, он написал "Physiologie der deutschen Polizei" (Лейпциг, 1882). В 1882 г. переселился в Берлин.

Авебюри

(Абюри, Aveoury, Abury) — деревня близ Мальборуга в английском графстве Вильтшир, известна развалинами так назыв. друидических мегалитических каменных построек. Это опоясанный земляным валом круг с диаметром в 450 м, который некогда заключал в себе до 100 камней, каждый вышиною около 5,5 м и весом в 800— 1000 цент.; в 1802 г. этих камней осталось лишь 17. Внутри этого большего круга находилось два меньших, из которых каждый состоял из двух концентрических рядов камней; в середине одного был одиноко стоявший камень, в средине другого группа из трех камней. От большего круга шли две аллеи, состоявшие из двойных рядов громадных камней, каждая длиною свыше 1 1/2 км, одна из них заканчивалась одиноко стоявшим камнем, другая — небольшим нагромождением камней эллиптической формы. Не выяснено ни назначение этого памятника, ни назначение Сильбюрийского холма, этой едва ли не величайшей в Европе искусственной насыпи, находящейся на 1 км южнее; подошва этого холма имеет в окружности 650 м, а вершина 39 м в диаметре, вышина его — 54 м.

Авезак-де-Кастера-Макая

(Мари-Аманд-Паскаль) — французский географ (1800—1885), президент Французского географического общества, основатель Французского этнологического общества. Главнейшие труды его: "Essais historiques sur le Bigorre" (1823); "Etudes de g éographie critique sur l'Afrique septentrionale" (1836); "Esquisse géné rale de l'Afrique et l'Afrique ancienne" (1844); "Les оles fantasti ques de l'océan occidental au moyen-âge" (1845).

Авейро, город и округ в Португалии

(Aveiro) — 1) северо-западный округ португальской провинции Бейра, 2908,61 кв. км, 270266 жителей (1881), 59 кантонов (concelbos), равнина, богатая лесом, орошаемая Ваугой, только частью обработана и населена. 2) Главный город округа, станция ж. д. Лиссабон — Опорто, 64 км от Опорто, местопребывание епископа, 7361 жит. (1881), важный порт при устье Вауги, образующей здесь широкий болотистый лиман (Kia de A.); в топях его добывается масса морской соли. А. благодаря своим многочисленным лагунам называется португ. Венецией. Оживленная вывозная торговля солью, маслом, вином и апельсинами; значительная ловля сардин. С XVI стол. до 1720 г. А. с его окрестностями в качестве особого герцогства принадлежал дому Ланкастро.

Авейро, Хозе

(дон Хозе Маскаренас-и-Ланкастро, герцог Aveiro) — род. в 1708 г.; подобно своим предкам, пользовался при португальском короле Иоанне V большим влиянием, но при Иосифе-Эммануиле был оттеснен Помбалем. Вместе с маркизом Тавора и некоторыми др. лицами, А. признан был виновным в покушении на жизнь и поранении короля на улице в ночь с 3 на 4 сент. 1758 г.; подстрекателями объявлены были иезуиты. 13 янв. 1759 г. А. вместе с своими сыновьями и зятем был казнен, имения их конфискованы, а иезуиты изгнаны из страны. В 1781, в царствование Мариаса I, процесс подвергнут был пересмотру, и по отношению к 6 лицам обвинительный приговор был отменен, но постановление суда об их реабилитации не было приведено в исполнение. Ср. Olfers, "Ueberden Mordversuch gegen Ioseph von Portugal" (Б., 1839).

Авейрон

(Aveyron) — река в южной Франции, начало берет у подошвы известковой горы Тур-де-Сермеллье (Tour de Ser-meillets), к Ю.В. от Северака, прорезывает департамент Авейронский и ниже Монтобана, в департаменте Тарна и Гаронны, впадает в Тарн; длина 240 км; судоходен на протяжении 45 км от устья. В А. впадает Вио.

Авейронский департамент

(Departament d'Aveyron) — нa юге Франции, 8743 км, 415826 жителей (1886), 5 округов (Эспальон, Мильо, Родез, Сан-Аффрик и Вильфранш) с 43 кантонами и 302 общинами; главный город Родез. А. департамент одна из наиболее гористых местностей Франции, расположен между плоскогорьем Овернь и Севеннами и понижается по направлению к Гаронне, орошается pp. Ло, Авейроя, Вио, Тарн и др. Своеобразный характер придают местности степи (Causses) — обширные плоскогорья с известковой почвой, без леса, без воды и людей, но богатые пахучими травами. Климат здоровый, но на В. и С. холодный и суровый. К С. от Ло сеют только рожь и овес, но на З. департамента, где климат более мягкий, разводятся и виноградники. В степях пасутся многочисленные стада; овцы доставляют шерсть, которой вывозится за границу около 2 млн. килогр., а из молока их изготовляется знаменитый рокфортский сыр на сумму в 1 млн. фр. ежегодно. Горный промысел ныне ведется в меньших размерах, чем прежде; главным образом добывается каменный уголь (484990 тонн в 1889 г., затем железо (14304 тонны), квасцовые сланцы, также свинец, медь, цинк и др. Из фабрик процветают преимущественно писчебумажные, шелковые, шерстяные, кожевенные заводы и др. Через А. Д. проходят Орлеанская и Южная ж. д. (всего 282,3 км).

Авелан

(Федор Карлович) — вице-адмирал, генерал-адъютант, уроженец Финляндии. Родился в 1839 г. По окончании курса в Морском корпусе (в 1856 г.) служил в балтийском флоте. В 1893 г. был назначен командующим эскадрою в Средиземном море, посланною во Францию для отдачи визита французским морякам, посетившим Кронштадт. С 1895 г. А. состоял помощником начальника главного морского штаба, с 1896 г. — начальником того же штаба, а с 1903 г. управляет морским министерством.

Авелиты

или авелиане — секта, упоминаемая блаж. Августином ("De haer.", с. 86); жили в северной Африке, но уже исчезли в то время, когда блаж. Августин впервые услышал о них. Свое название они производили от Авеля, примеру которого, будто бы, следовали. Они брали себе жен, но их браки никогда не были действительными. Каждая чета усыновляла мальчика и девочку, которые давали обет вступить между собою в такой же фиктивный брак; им она оставляла в наследство свое имущество. Вероятно, это была ветвь какой-нибудь старой гностической секты.

Авеллино, провинция Итальянского королевства

(некогда Principato ulteriore) — провинция Итальянского королевства, захватывающая части древнего Самниума, Лукании и Кампаньи, занимает пространство в 8649 кв. км с 397773 жител. (1881 г.). Местность гористая, но почва весьма плодородная; климат здоровый. Орошается р. Калоре с пр. Уфитою. Главный город Авеллино (Abellinum древних) лежит в 48 км к в. от Неаполя у подошвы горы Верджины; соединяется с Неаполем железной дорогою. Основан в 887 г., составляет резиденцию епископа; принадлежит принцу Каррачиоли; в нем насчитывают (1881 г.) 22442 жит. Город дурно построен и значительно пострадал от землетрясений в 1694, 1731 и 1806 гг. Рынок украшен красивым обелиском. Город имеет много красильных, шляпных, суконных и др. фабрик и ведет довольно значительную торговлю. А. славится каштанами и орехами (nuces abellinae), нередко заменяющими земледельцу хлеб. Древний Abellinum, разрушенный лонгобардами, лежал в некотором расстоянии от современного А.

Авеллино, Франческо Mapия

— знаменитый итальянский археолог; род. в Неаполе 14 августа 1788 г.; был профессором греческой литературы в Неаполитанском университете и руководил в 1809—15 гг. воспитанием детей Мюрата. В 1820 г. занял кафедру политической экономии и занялся составлением каталога богатейшей коллекции монет в "Museo Borbonico". Писал множество научных статей для "Accademia Ercolanese", секретарем которой состоял с 1833 г., для "Accademia delle scienze" и с 1815 г. для "Societ à Pontaniana"; в 1839 г. сделался директором Бурбонского музея и начал руководить раскопками. А. † 9 января 1850 г. Многие из его сочинений изданы в "Opuscoli diversi" (3 т., Неап., 1881—36). В 1808 г. основал журнал нумизматики, скоро, впрочем, закрывшийся, а потом редактировал "Bull e tino archeologico Napoletano" (6 т., 1848—1848), издававшийся до 1848 г.

Авель, в Библии

(по-евр. Гевель, т. е. суета) — 2-й сын Адама, убитый братом своим Каином из зависти за то, что жертва А. была принята Богом более благосклонно (Бытие, IV). В Новом Завете А. называется праведным и считается первым мучеником.

Авель, монах-предсказатель

— монах-предсказатель; род. 1757 г. Происхождения крестьянского. За свои предсказания (дней и даже часов смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы) многократно попадал в крепость и тюрьмы, а всего провел в заключении около 20 лет. По приказанию имп. Николая I Авель заточен был в Спасо-Ефим. монастырь, где и † в 1841 г. В "Русской ст." за 1875 г. напечатаны выдержки из писем Авеля, из его "Жития" и "зело престрашных книг", а также и некоторые из них рисунки.

Авельянеда, Гертруда Гомец

— испанская писательница; род. в 1816 г. в Пуэрто-Принчипе на острове Куба, прибыла в Европу в 1836 г., жила с 1840 г. в Мадриде; представление ее драмы "Leoncia" доставило ей первый триумф; затем появились ее "Роеsias liricas", новеллы "Sab" (1841), "Espatolina", "La baronesa de Joux" и др. и трагедии "Alfonso Munio" и "El principe de Viana" (1844). Когда мадридский Liceo artistico y literario объявил в 1845 г. поэтический турнир и две награды за два стихотворения, в которых нужно было воспеть доброту королевы Изабеллы, помиловавшей политич. преступника, А. получила награду за искреннюю, задушевную оду. Награда за второе стихотворение была присуждена анонимному поэту дону Филипу Эскалад, оказавшемуся впоследствии также А. Поэтесса была увенчана в присутствии королевы золотым лавровым венком. Оба стихотворения появились под заглавием "Composiciones poeticas en elogio de la augusta clemencia de nuestra reina donna Isabel II" (Мадр., 1845). A. вышла замуж в 1846 за Дон Педро Сабатера, умершего в том же году. Позднейшие ее произведения носят отпечаток грусти, не уступая первым в обработке языка и глубине мысли. В течение 1849—1852 ею написана повесть "Ondina del lago azul" и множество драм и лирических произведений. В 1854 г. она вышла вторично замуж за полковника и депутата Дона Доминго Вердуго Мазие и после его смерти (в 1860 г.) жила в Севилье до своей кончины, последовавшей 1 февраля 1873. Последним ее поэтическим произведением был "Devocionario" (Мадр., 1867) и перевод "Catilina" Дюма. В собрание ее сочинений вошли два тома стихотворений, восемь том. прозы и 16 драм, из коих большая часть удержалась до сих пор на сцене.

Авельянеда, Николай

— государственный деятель Аргентинской Республики; род. 1 октября 1886 г.; изучил право в Кордове и Буэнос-Айресе, редактировал несколько лет "Nacional"; в 1861 г. занял кафедру политической экономии в университете в Буэнос-Айресе. С 1860 г. был неоднократно избираем в законодательное собрание, при вступлении в должность президента Сармиенто в 1868 году занял пост министра юстиции, духовных дел и народного просвещения. При его управлении вся система образования достигла широкого развития. Когда срок президентства Сармиенто приближался к концу, то республиканцы выставили кандидатуру А. в президенты на 1874—78 гг. избирательный период. Он был провозглашен 6 августа 1874 г. президентом, вступив в отправление своих обязанностей 12 октября, и занимал этот пост до 12 октября 1880 г. (См. Аргентинская конфедерация).

Авен

(Avesnes) — до 1867 г. укрепленный главный город одного из округов (arrondissements) Северного департамента Франции, на Гельпе и Северной железной дороге, 4977 жителей (1886). Здесь имеются: с XVI столетия реставрированная церковь с восьмиугольным куполом и с высокою (60 м) колокольнею, музей, библиотека, коллеж и два ученые общества — археологическое и сельскохозяйственное. Жители отличаются промышленною предприимчивостью, владея множеством фабрик. Это местечко возникло в XI ст. как самостоятельное, часто меняло затем владельцев, в 1432 г. стало принадлежать Бургундии. По смерти Карла Смелого было разорено Людовиком XI в 1477 г., но осталось в руках Габсбургского дома; в 1599 досталось Испании, в 1680 г. Голландии. Пиренейским миром (1659) возвращено Франции.

Авенариус

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авенариусы

— семья русских литераторов и ученых немецкого происхождения. Еще со времен Лютера их предки профессора и проповедники. В начале XIX в. Ал. Авенариус, сын абоского профессора, переселился в Россию и умер пробстом и членом петербургской лютеранской консистории. Его сын Петр (род. в 1794 г., † в 1854 г.) был пастором и законоучителем Алекс. лицея и др. заведений. Из 15-ти детей Петра А. четыре — литераторы и ученые. — Ал. П. род. в 1824 г., † в 1850 г., переводчик и компилятор немецких и английских статей для "Современника". — Вас. П., беллетрист и детский писатель, род. в 1839 г. В 61-м окончил СПб. университет по естественному факультету и восемнадцать лет служил в министерстве внутренних дел и народного просвещения, с 82-го состоит старшим членом Собственной Его И. В. канцелярии по учреждениям имп. Марии. — Мих. П., род. в 1835 г. — один из видных современных физиков, ординарный профессор Киевского университета и член-корреспондент Академии наук и Берлинского физического общества. На Всемирной парижской электр. выставке получил высшую награду и крест ордена Почетного легиона. — Н. П. — педагог; род. в 1834 г.

Авенариусы (дополнение к статье)

(Михаил Петрович) — физик; † в 1895 г.

Авенель

(Дени-Луи-Марсиаль) — французский писатель; род. 28 мая 1782 г. в Орбеке, † в Париже 19 августа 1875 г., библиотекарь Сен-Женевьевской библиотеки, издал в "Collection des documents in é dits sur l'histoire de France" собрание "Lettres, papiers d'é tat et instructions diplomatiques du cardinal de Richelieu" (4 т., 1863 г.) — Жорж А., род. в Бомоне (деп. Уазы) 31 дек. 1828 г., † в Буживале 1 июля 1876 г., изд. "Anacharsis Clootz, l'orateur du genre humain" (2 т., 1865) и "Lundis r évolutio nnair's", собрание исторических статей, появившихся в "R épublique Française" (1875). — Павел А., брат последнего, франц. писатель, род. в Шомоне (деп. Уазы) 9 окт. 1823 г., написал много комедий, романов и песен; последние появились под заглавием "Chants et chansons politiques" (1869 г.).

Авенир

(по-евр. Абнер или Авинер, т. е. отец света) — двоюродный дядя и полководец первого царя израильского Саула, участвовал во многих походах. По смерти Саула со старшими сыновьями в несчастном сражении на горе Гелвуе А. взял оставшегося сына Саула Иевосфея (Ишьбошета), привел его в лагерь у города Махнаим и провозгласил его царем над всем Израилем за исключением колена Иудина, которое выбрало уже Давида. Иевосфей процарствовал всего 2 1/2 года. В продолжавшейся все это время междоусобице сторонники династии Сауловой претерпевали неудачи, что, естественно, умаляло популярность Иевосфея. Наконец он довольно неосторожно нанес оскорбление главному оплоту его дома, Авениру, который за то оставил его и не только сам перешел к Давиду, но склонил к тому и все колена израильские. Но и Давиду не долго пришлось пользоваться услугами А., вскоре убитого Иоавом, полководцем Давида, в отмщение за брата своего Асаила, которого убил А. Давид глубоко оплакивал смерть A. (II Цар. 2, 6—34).

Авентин, Иоганн

— баварский историк. См. Турмайр.

Авентин, римский холм

— тот из семи римских холмов, топографическое определение которого до сих пор далеко еще не выяснено. Собственно Авентинский холм возвышается вдоль берега Тибра к юго-западу от холма Палатинского, от которого он отделен лощиною Circus Maximus; помимо древних и средневековых развалин, на нем находятся ныне церкви и монастырь св. Сабины, Сан-Алессио, Санкты Марии Авентинской дель Приорато, Санкта-Приско и несколько виноградников. Прежде название Авентин давалось, вполне несправедливо, другому холму, с церквами Санкта Бальбина и Сан-Саба, который возвышается к юго-востоку от предыдущего и отделен от него узкой долиной. О происхождении названия Aventinus, прежде называвшегося Murcius, существуют уже с древнейших времен различные мнения; большинство, впрочем, сходилось на том объяснении, что холм этот получил название от короля албанов Авентина. Сначала холм был необитаем, но потом на нем раскинулись поселения латинян, и до конца республики это было излюбленное место римских плебеев. Сервий Туллий построил на этом холме храм Дианы — известную святыню латинян. Потом тут же, на этом холме, приютились храм свободы, воздвигнутый Семпронием Гракхом, храм Dea Bonna, один из древнейших и знаменитейших в Риме, храм Iuno Regina, построенный Камиллом. Кроме того, этот холм известен своими пунктами в мифологии: так, у северного его подножия находится пещера Какуса: на А. не находится Ремурия — пункт, на котором Рем ожидал решения полета птиц. На Авентинском холме жил и поэт Энней, и многие знаменитые плебейские роды, как, напр., Гракхи.

Авенхес

(по-нем. Вифлисбург, лат. Aventicum) — главный город округа того же названия в швейцарском кантоне Ваадт, лежит на высоте 463 м над уровнем моря к ЮЗ от Муртена, на возвышенности над болотистой низменностью, образуемой рекой Бруа при впадении ее в озеро Муртен, при железной дороге, идущей в Лозанну, имеет древний замок, музей римских древностей и насчитывает (1880 г.) 1783 жителей. А. — один из древнейших городов Швейцарии. Авентикум, едва 1/10 часть которого составляет нынешний город, был уже при Цезаре столицею Гельвеция и достиг при имп. Веспасиане и Тите высшей степени своего процветания и своей величины, о чем свидетельствуют остатки его древних стен со многими сторожевыми башнями, водопровод, остатки амфитеатра, форума и пр. Он был разрушен в 264 г. алеманами и впоследствии вторично — гуннами.

Авердипойс

(франц. Avoir du poids, англ. Avoir du pois) — наименование английского торгового веса. Фунт (pound) делится на 16 унций (Ounces) по 16 драхм (Drams) в каждой и содержит в себе 7680 А.-гранов. Равн. 7000 англ. троигранов, или 453,59265 граммам = 0,9072 немецкого фунта. Стен (Stone) содержит в себе 14 таких фунтов, квартер — 28, центнер — 112, тонна — 2240. А. — торговый вес также и Соединен. Штатов, но там он во многих местах (напр. в Нью-Йорке) имеет уже другое деление, центнер считается в 100 ф., тонна в 2000 ф. Рядом с этим для благородных металлов, золотой и серебряной монеты, равно как и для благородных камней принят аптекарский вес и вес трой (см. это сл.). Происхождение этого слова до сих пор не выяснено. Averdepois или Averdupois (так писалось еще недавно) равнозначащее, по-видимому, "average poise", обозначает "общепринятый", "обычный" вес; товарами avoirdupois назывались обыкновенные, простые, грубейшие товары. Это самое простое и вероятное толкование слова А.

Аверинская мазь

и А. чай. — Этим именем названы противозолотушные средства, введенные в (русскую) медицину купцом Авериным, жившим в Петербурге во времена императора Николая I. И посейчас можно покупать эти средства, кроме аптек, у вдовы внука А., Е. И. Авериной.

Состав мази: амидохлорной ртути (Hydr. amidatobichlor.) 6 частей, свиного сала очищенного (Adip. Suil. dep.) 48 частей, бергамотового масла (Ol. Bergamot.) 1 часть и лавандового масла (Ol. Lavandul.) 1 часть.

Состав чая: травы трехцветной фиалки (Herb. Jaceae) 4 части, череды (Herb. Bident. trip.) 4 части и стеблей сладко-горького паслена (Stip. Dulcamar.) 1 часть.

А. С. Г.

Аверкиев

(Димитрий Васильевич) — современный писатель; род. 30 сентября 1836 г. в Екатеринодаре. Его предки — крестьяне Олонецкой губ. Петерб. университет оконч. в 1869 г. по естеств. фак. Переводчик ученых статей сначала, потом писал в "Рус. инв.", "Сев. пчеле" и "Якоре". В 67-м в "Эпохе" напечатал свою первую драму "Мамаево побоище". В давно манившую его Москву Ав. переехал в 1871, а в 72 впервые была поставлена его "Каширская старина", имевшая большой успех. Кроме переводов, драм и повестей, Д. В. писал критические и публицист. статьи. С 1885—87 издавал "Дневник писателя". Печатался большею частью в "Рус. вест.". Либретто оп. "Рогнеды" и "Горюши" принадлежат также Аверкиеву.

Аверкиев (дополнение к статье)

(Димитрий Васильевич) — писатель, † 8 января 1905 г.

Аверно

(греч. Аорнос, т. е. бесптичий) — озеро в Италии, вблизи Куме, Путеоли и Байи, теперь Lago d'Averno, глубиной около 56 м и почти со всех сторон окруженное крутыми и лесистыми высотами. Его вредные испарения, по преданию, убивали пролетающих птиц. Здесь якобы Гомер сошел в подземный мир. Здесь была роща Гекаты и гроты знаменитой кумской Сибиллы, имя которой и до сих пор принадлежит одному гроту на южном берегу озера. Агриппа приказал в царствование Августа вырубить эти густые леса и провести туннель через Кокцей в Куме, чем было установлено сообщение с Лукриновым озером и морем, но образовавшийся вблизи вулкан Monte nuovo почти совершенно засыпал туннель.

Аверроа

(Averrhoa L.) — растение из семейства Oxalideae. Известны только два вида, которые оба растут в Ост-Индии и Китае и разводятся нередко ради своих замечательных плодов в теплицах (оранжереях); это: А. Bilimbi L. и A. Carambola L. Оба вида — кустарники с перистыми листьями и собранными кистью пурпурными цветами, состоящими из маленькой пятилистной чашечки и такого же венчика. Из пятигранной завязи развивается яйцевидный, глубокобороздчатый плод, содержащий семена и кислую мякоть. Плоды культивируемой A. Carambola приготовляются особым способом и идут в пищу; они имеют виннокислый вкус; плоды же дикорастущего дерева так кислы, что их употребляют в Ост-Индии для консервирования мяса.

Аверроэс

(собств. Ибн-Рошд; Абуль-Валид Мохаммед ибн-Ахмет ибн-Мохаммед ибн-Рошд) — самый знаменитый арабский философ; родился в 1126 г. (520 г. Геджры) в Кордове, в Испании, где отец его занимал должность главного судьи и муфтия. Он обучался у знаменитейших ученых своего века и был в самых дружеских отношениях с теософом Ибн-эль-Араби и известными учеными Ибн-Тофаиль (Abubaces) и Ибн-Зор (Avenzoar). Благодаря своим талантам и познаниям достиг при альмогадийском султане Юссуфе (1163—84) высших почетных должностей и действовал то в Марокко, то в Севилье или Кордове. И при его наследнике, Альманзуре-Биллях, А. находился вначале в большой милости, но затем был завистниками своими обвинен в несоблюдении учения Корана и, попав поэтому у Альманзура в немилость, был смещен с должностей и жил в изгнании в Елизене, или Люцене, близ Кордовы. Через несколько лет, когда сам султан стал заниматься и интересоваться философией, А. был опять призван ко двору в Марокко и осыпан доказательствами благосклонности; но вскоре после этого он умер (12 дек. 1198 г.) в Марокко. А. перевел (с сирийского) и объяснил сочинения Аристотеля с глубоким знанием дела. Но нельзя не заметить в его работах, как и у большинства арабских философов, влияния александрийских взглядов, положенных в основание комментариев Аммония, Фемистия и др. Против арабских ортодоксов, особенно Альгацали, он выступал всегда как рационалистический защитник философии. Большинство его произведений (Венец., 1489) осталось только в латинском переводе. Его комментарии Аристотеля появились на латинском языке в общем издании произведений Аристотеля (11 т., Венец., 1560). Он написал также нечто вроде медицинской системы, которое под названием "Colliget" (искаженное арабское "Куллийят", т. е. общее, система) было переведено на латинский яз. и несколько раз перепечатывалось (Венец., 1482 и 1514). Многие его произведения переведены и на еврейский язык. В христианской церкви философия А. получила достодолжное значение уже в XIII столетии, хотя его пантеистическое учение о единстве действия мирового принципа схоластиками было отвергнуто как заблуждение, так же как и астрология, названная аверроизмом. Кроме того, А. заслужил себе известность и как астроном своими наблюдениями над солнечными пятнами. Ср. Ренан "A. et l'Averroisme" (Пар., 1852; 2 изд., 1861); Г. Риттер "Geschichte der Philosophie" (2 изд., 8 т., Гамб., 1845); Лазинио "Studii sopra Averroe" (Флор., 187 5). Самую существенную услугу в деле ознакомления с философскими сочинениями А. оказал М. И. Мюллер, который предпринял издание арабских текстов "Философии и теологии А." (Мюнх., 1859), прекрасный перевод которых был после смерти Мюллера издан Баварской академией (Мюнх., 1875).

Аверс, в нумизматике

(фр. effigie, англ. obverse) — А. называется передняя, или главная, сторона монеты. Однозначащее определение: лицевая сторона, потому что на ней находится обыкновенно изображение государя или его имя, иногда же аллегорическое изображение (например, Свободы). Оборотная сторона монеты называется реверс.

Аверс, долина в Швейцарии

— горная долина в Зарейнском округе швейцарского кантона Граубюнден, лежит на север от Бергелля, на запад от Обергальбштейн и открывается нижней своей ступенью — долиной Феррера под горным ущельем Рофна — напротив прорезанной Шплюгенским проходом Шамсерской долины. Окруженная со всех сторон отчасти покрытыми ледниками, свыше 3000 м высокими горными стенами (Пиз-Платта 3386 м, Глетчергорн 3016 м, Блезегорн 3048 м) и соединенная с соседними долинами лишь дикой горной дорожкой (Пассо-делла-Дуана 2800 м, Форчеллина 3673 м, Шталлерберг 2584 м), А. представляет тихую, малопосещаемую луговую долину, довольно однообразную, в верхней своей части лишенную деревьев, без всяких следов земледельческой обработки, но с роскошными пастбищами, богатую гемзами, сурками, белыми и черными куропатками; иногда посещается медведями. Протекающий по долине Аверзевый ручей, или Авнеррейн, — бурный горный поток; берет свое начало из двух ключей в долинах Юфер и Брегальга, протекает по глубокому ложу через Грасгальден, одну из стен долины А., принимает в себя с левой стороны Мадризеррейн, затем на самой границе А. и Феррера принимает еще Лейбах, вытекающий из итальянского Валь-ди-Леи, проходит затем ущелье долины Феррера, где образует целый ряд прекрасных водопадов, и впадает, пройдя 30 км, в Рейн выше Андеера на 2,5 км. Дорога, которая ответвляется от Шплюгенского прохода в юго-восточном направлении к А., представляет вначале сносную проезжую дорогу, скоро, однако ж, переходит в утомительную каменистую пешеходную тропинку, которая то вьется высоко над рекой, то идет вдоль берега этой последней около самых водопадов, мимо заброшенных горных заводов, развалившихся доменных печей, через лесистое и скалистое ущелье долины Феррера, поднимается на Эйсер-Ферреру (1321 м) и Каникулу (1480 м), чтобы достичь наконец более открытой и тихой верхней террасы А. Вместе с своей боковой долиной Мадриз А. считает в нескольких своих деревеньках и отдельных жилищах 259 жит., говорящих на немецком яз., реформатского вероисповедания, единственный источник доходов которых составляет альпийское хозяйство. Важнейший пункт долины — Креста с церковью, лежит на 1949 м выше уровня океана на правой стороне долины, у подножия Вейсберга (2933 м), и есть самое высокое село в Альпах, а на 6,6 км к юго-востоку от Кресты расположенная Вейлер Юф (2133 м) есть самое высокое зимовье в Европе. Окруженные с юга итальянцами Бергелля, с востока итальянцами и романцами долины Феррера и с запада итальянцами Вальди-Леи, аверсцы, или аверы, представляют по языку остров, происхождение которого одни объясняют переселением свободных вальзов, а другие — гогенштауфенской колонией, образовавшейся здесь для защиты проходов.

Аверса

(в древности Ателла) — город в итальянской провинции Казерта (прежде Терра-ди-Лаворо) в 15 км к северу от Неаполя, при железной дороге в Казерту (Фоджия), в местности, богатой апельсинами и виноградом и покрытой красивыми виллами; очень хорошо обстроено, местожительство епископа, имеет около 21473 жит. (1881), кафедральный собор с куполом в нормандском стиле, девять церквей и множество монастырей, прекрасно поставленный дом для умалишенных (Моротрофио) и отличный сиротский и воспитательный дом (Сан-Лоренцо). Город славится своим белым шипучим вином (асприно) и роскошными плодами. Старинная Ателла, населенная прежде осками, а затем кампанцами, жестоко поплатилась за свое отпадение к Ганнибалу: жители ее были водворены в Калатии, а город заселен выходцами из Нуцерии. Впоследствии Ателла сделалась римской муниципией. Само по себе ничего не значащее место приобрело известность благодаря ателланам (см. это сл.). Варвары во время великого переселения разрушили город, а на его месте в 1027 была построена нынешняя А. норманнами на участке, подаренном им неаполитанским герцогом Сергием III. Император Конрад II наградил в 1088 г. их предводителя Райнульфа, который признал его своим сюзереном, титулом графа А. Это графство было затем в 1061 присоединено к переходящему в ленное владение папы княжеству Капуя. В 1345 г. в А. был убит Андрей Венгерский, супруг королевы Иоанны I Неаполитанской.

Аверсиональквантум

Аверсиональквантум, или аверсиональной суммой, называется устанавливаемая в обеспечение взаимных отношений при всякого рода договорах денежная сумма, определяемая в круглой цифре сразу (per aversionem — не глядя), не обращая внимания на частное соответствие между этой суммой и получаемыми взамен ее услугами, особенно важна покупка per aversionem, так как в этой операции насчет точного исполнения продавцом принятых им на себя обязательств существуют особые нормы, тогда как частное право во всем приравнивает аверсиональную покупку обыкновенной.

Аверсы

— установленные сборы, которые взимаются с округов немецкого государства, лежащих вне общей таможенной границы, взамен таможенных и потребительных пошлин, согласно 38 ст. государственного уложения. Установление нормы для А. получается из отношения количества местного народонаселения к чистому доходу государства с таможенных и потребительных пошлин, причем ввиду большей потребительной способности городов, исключенных из таможенного союза, там введена еще прибавка, которая, напр., в Бремене и Гамбурге составляет 5, а в Альтоне, Вандсбеке, Бремергафене, Гестемюнде и Браке — около 3 марок с человека. В подлежащих внесению в государственном бюджете в рубрику доходов аверсах, поскольку они замещают акциз с водки и пива в Баварии, Вюртемберге и Бадене и акциз с пива в Эльзас-Лотарингии, — названные провинции не участвуют, так как они по отношению к названным продуктам не подлежат общим акцизным установлениям.

Аверьян

— народное измененное название растения валерианы (см.).

Авес, группа островов в Антильском море

(Птичьи острова) — группа небольших необитаемых островов в Антильском море, принадлежащих республике Венесуэле; причисляются к Малым Антильским, точнее, к Подветренным островам и лежат к востоку от голландского острова Буэн-Айре (Bonaire). Значительные склады гуано.

Авес, остров в Антильском море

(англ. Bird Island — Птичий остров) — небольшой необитаемый остров в Антильском море, в 210 милях к западу от Гваделупы.

Авессай

(по-евр. Авишай, в сокращении Авшай) — племянник (сын сестры) Давида и один из его богатырей и полководцев, отличавшийся в сражениях против филистимлян (2 Сам. XXI, 17) и против войска Авессалома, мятежнического сына Давида (ibid., XVIII, 2).

Авессалом

(по-евр. Абшалом, т. е. отец мира) — третий сын царя Давида от жены его Маахи, дочери гессурского царя Птоломея. А. славился своею красотою и роскошностью волос и был честолюбивого характера. Вступившись за сестру свою Фамарь, над которой Амнон, старший сын Давида, совершил гнусное насилие, А. убил его и, опасаясь возмездия со стороны отца, бежал к деду своему в Гессур, в Сирию. Там он остается три года, пока Иоаву, полководцу Давида, не удается выхлопотать для него разрешения вернуться в Иерусалим; но и тогда до свидания с царем он не допускается целых два года. Между тем А. не оставляет своих честолюбивых замыслов. Изменнически вкравшись в доверие к народу, он под лицемерным и лживым предлогом якобы исполнить данный им во время изгнания обет удаляется в Хеврон и там открыто восстает против отца. Давид видит себя вынужденным поспешно оставить столицу. Он с горстью верных приверженцев удаляется в заиорданский город Махнаим, где около него собирается оставшаяся ему верною часть войска. Между тем А. вступает в Иерусалим и как бы для санкции своей власти по совету Ахитофеля публично завладевает оставшимся гаремом Давида и не медля отправляется с войском в погоню за бежавшим отцом. Наконец дело доходит до битвы, которая происходит в лесу. Мятежническое войско претерпевает поражение, и сам А., разъезжая на поле битвы верхом на муле, зацепляется кудрями своими за ветви дуба и остается висеть между небом и землей. Иоав же, вопреки категорическому приказанию Давида — щадить жизнь А., спешит убить его. Узнав о смерти сына, Давид горько оплакивает его и негодует на Иоава за его самоуправство. Авес., будучи бездетным, еще при жизни поставил себе памятник, который, по словам Флавия Иосифа (Antt. 7, 10, 3), состоял из мраморной колонны и находился на расстоянии двух стадий от Иерусалима. Показываемый ныне в Иосафатовой долине памятник Авессалома поддельный и новейшей конструкции.

Авеста, местечко в Швеции

— местечко со значительным железоплавильным заводом в ЮВ части шведской провинции Даларне (Lan Kopparberg), на Дал-Эльфе. В А. с давних времен свозилась медь из Фалуна для очистки; с 1644 по 1831 г. тут чеканилась вся медная монета Швеции.

Авеста, священные письмена персов

— см. Зенд-Авеста.

Авецана

(Джузеппе) — итальянский генерал; род. в Кьери, в Пьемонте, 1789 г., а 1805 г. вступил на службу в почетную гвардию, в рядах которой принимал участие в наполеоновских войнах; 1814 г. в чине лейтенанта перешел в сардинскую армию, 1821 г. вследствие участия в заговоре, имевшем целью введение конституции, бежал в Испанию, где поступил на службу. 1824 г. был взят в плен французами и сослан в Каенну, откуда бежал в Мексику и, поселившись в качестве купца в Тампико, принимал живое участие в политической борьбе и был назначен командующим генералом в Тамаулипасе; 1848 г. вернулся в Италию, участвовал в Генуэзском восстании, занимал пост военного министра Римской республики, после падения которой бежал в Америку, в 1860 г. участвовал в походе Гарибальди в Сицилию, сражался при Вольтурно, 1867 г. вместе с Гарибальди вступил в Папскую Область; затем в качестве депутата итальянского парламента был очень деятельным членом радикальной партии; 1878 г. стал во главе Italia irredenta, добивался освобождения Южного Тироля и Истрии из-под владычества Австрии, но вскоре умер (25 дек. 1879 г.) в Риме; похороны его (происходили там же 28 дек.) послужили для Italia irredenta поводом к антиавстрийской демонстрации.

Авеццано

— город в итальянской провинции Аквила (бывшей Абруццо Ультериоре II), главный город округа, лежит в 36 км от Аквилы, у северной оконечности высохшего почти озера Фуцино, имеет (1881 г.) 7272 жителя. Недалеко от него находится вырытый по приказанию императора Клавдия подземный канал длиною 6 км, шириною 3 м и высотою 3,9 м, ведущий к руслу Лириса, лежащему на 18 м ниже; с 1863 г. канал осушен, и дно озера обрабатывается.

Авзоний

Деций (Decimus Magnus) — знаменитейший римский поэт IV в. по Р. Х.; род. в Бурдигале (Бордо) 809 г., сын лейб-медика императора Валентиниана I. Первоначально был сначала адвокатом, потом учителем грамматики и красноречия в своем родном городе. Император Валентиниан поручил ему воспитание своего сына Грациана и сделал его квестором sacri palatii. При Грациане А. сделался префектом и консулом; по кончине Грациана он предался исключительно научным занятиям в своем имении близ родного города и умер в 393 г. Кроме его мелких стихотворений, эпиграмм, паренталий (parentalia — на смерть родных) имеется целый ряд стихотворений на "professores Burdigalenses", 20 идиллий (известнейшая — "Mosella") и пр. Его стихи с великим искусством раскрывают верную картину нравов и жизни его времени. Главнейшие издания: Скалигера (Лион, 1575), Толлия (Амст., 1669 и 1671), Сухе (Пар., 1730). Переводы на нем. язык "Mosella" сделали: Тросс (Гамм, 1 821, 1824) и Бекинг (Берл., 1828; Бонн, 1845).

Авзония

— собственно название земли авзонов, распространяемое, однако, поэтами (Вергилий, Овидий) на весь полуостров Италии. А. есть также название 63 астероиды (см. Планеты).

Авзоны

(Ausoni) — имя народности, составлявшей ветвь латинского племени древних италиков, обитавшего в юго-западной части Италии, в тогдашней Кампанье. Некоторые полагают, что название свое А. получили от Калабрийского приморского города Уценты.

Авиан

(правильнее, чем Авиен) — римский баснописец; жил, вероятно, в конце IV столетия. Ему приписывают собрание 42 басен Эзопа, переложенных им на латинский язык стихами, но которые по языку и по изложению далеко уступают более древнему собранию "Федра". Это собрание басен издано в "Mythologia Aesopica" (Гейдельб., 1610).

Авиация

— см. Аэронавтика и Летание.

Авив

— библейское название весеннего месяца, прозванного впоследствии Нисан (см. Еврейский календарь).

Авигаил

(в сокращении Авигал) — 1) имя одной из жен Давида, бывшей прежде женою богатого и скупого Новала. Сын ее от Давида называется в книге II Цар. (III, 3) Килеав, в I Паралип. (III, 1) Даниил, а в греческом переводе в обоих местах Далугие; — 2) имя сестры Давида, матери полководца Амассы.

Авиен

(Rufius Festus Avienus) — римский поэт и писатель второй половины IV столетия по Р. Х., родом из Этрурии, кроме некоторых других, теперь по большей части потерянных произведений в перифраз "Φαινόμενα" Аратуса (см. это сл.), помещенных в изданных соч. последнего, написал еще два географических стихотворения, из которых "Descriptio orbis terrae" состоит в перифразе геогр. стихотворения Дионисия Периегета латинскими гекзаметрами, a "Ora maritima", написанная ямбами и дошедшая до нас только в отрывках, содержит драгоценный материал, почерпнутый из древних источников, хотя и искаженный позднейшими добавлениями. Ср. Христ в "Abhandlungen der Bayrischen Akademie" (т. 11). Все собрание его сочинений издано Рамирецом де Прадо (Мадр., 1634); за исключением перифраз Аратуса, их можно найти также в сборнике Вернедорфа "Poetae Latini minores" (т. 5). Из обоих геогр. стихотворений первое издано Фриземанном (Амстерд., 1786), а также и Бернгарди и Мюллером в "Greographi Graeci minores" (2 т. Пар., 1855—61).

Авизио

— река в Фасской долине (см. Фасса).

Авизное судно

или авизо (от итальянского слова " aviso " — уведомление, известие) — небольшое парусное военное судно или пароход, употребляемые при флоте для посылок. У нас слово это не принято.

Авикуларии

— своеобразные особи колонии мшанок (см.), встречающиеся у многих родов Chilostomidae. Особь состоит из стебелька, головки с клювом и примыкающей к последней подвижной челюсти. Из органов имеются лишь 2 пары мышц — смыкающих челюсть с клювом и кучка перципирующих клеток с ганглием. Вероятно, А. являются защитительными особями и могут схватывать приближающегося врага, напр. червя. Названия А. получили за свое чисто внешнее сходство с птичьей головой, а на самом деле — напоминают двустворчатую раковину брахиопод, родственных мшанкам.

В. М. Ш.

Авила, город в Испании

— главный город испанской провинции того же имени, занимающей южную часть Старой Кастилии и насчитывающей на пространстве 7722 кв. км 189926 жителей (в 1884 г.). Город Авила, служащий местопребыванием епископа, имеет 9199 ж. расположен у подошвы Сиерры-де-Авила на высоте 1144 м над уровнем моря и соединен с Мадридом Северной железной дорогой. Город окружен старинными толстыми стенами с башнями, имеет хорошо вымощенные, хотя и кривые улицы и благодаря черному цвету камня, из которого построены дома, отличается несколько мрачным характером. В нем находятся институт, семинария, госпиталь и довольно замечательный собор с подземной капеллой. К другим достопримечательностям его следует отнести Quemadero, или место, где сожигались осужденные инквизицией, и большие гранитные глыбы, обработанные человеческой рукой в виде фигур животных. Подобные памятники древнейшего ваяния встречаются также в юго-зап. части провинции; замечательнейшие из них — это быки в Гунзандо.

Авила, Джуан

— испанский проповедник; род. в 1600 г., † в 1569 г.; более 40 лет проповедовал в Андалузии, за что получил название "апостола Андалузии". Из его сочинений особенным красноречием отличается "Epistolario espiritual" (в 18 т. "Biblioteca de autores espanoles"), написанные прозой, также его трактаты о самопознании, о молитве и т. п. Его "Obras" собраны Диацом и переведены на нем. язык Шермером (т. 1—5, Регенсб., 18 5 6 и след.).

Авила, Жиль Гонзалес

— испанский историк; род. в 1577 г. в Старой Кастилии; был иезуитом и каноником в Саламанке, а также и королевским хронографом в Кастилии и Индии; † 25 апр. 1658 г. Из исторических трудов его замечательнейшие: "Historia de la vida y hechos del rey Don Henrique III de Castilla" (Мадр., 1688); "Historia de la vida y hechos del monarca D. Felipe III" (в "Monarquia de Espana", 3 т., Мадрид, 1770), "Historia de Salamanca" (Салам., 1606) и "Teatro eclesiastico de la prunit i va iglesia de las Indias Occidentales" (2 т., Мадр., 1649—56).

Предыдущая страница Следующая страница